Путешествие в горную Адыгею на Skoda Fabia в июле 2015-го

11.05.2016 | 18869 просмотров

«Так вот она какая на самом деле, Адыгея! А мы проезжали ее и наблюдали одни холмы да поля...» — комментарий на Ютубе.

Удивительно, но факт: многие Россияне не знают о существовании такого региона для отдыха, как Адыгея. Причем это касается не только жителей Центральной России, Сибири и Дальнего Востока, но и жителей близлежащих городов, таких как Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар. Нет, конечно, есть люди (и их не мало), которые ездят туда отдыхать каждый год, среди моих знакомых таких достаточно. Но также много таких, кто в лучшем случае что-то пару раз слышал и представляет себе Адыгею в духе Чечни 90-х, т.е. где-то у черта на рогах весьма опасное место.

С целью исправить это недоразумение я и написал этот отчет. Вот, кстати, и на Дроме я что-то ни одного отчета по Адыгее не нашел пока, ну теперь хотя бы наш будет -)

А между тем многим автопутешественникам, часто катающимся на наши Юга по М4, хорошо известно название Адыгея. Как раз в районе Краснодара трасса М4 проходит по небольшому участку, относящемуся к территории Адыгеи. Многие на это совершенно не обращают внимания, но так уж получается, что фактически каждый, проезжавший по М4, так или иначе хоть раз да и побывал в Адыгее, только вот не заметил этого.

Адыгея — это республика в составе Российской Федерации, располагающаяся внутри территории Краснодарского края. Северная часть республики — равнина, южная — предгорья и горы Большого Кавказа. В результате русско-кавказской войны (1763-1864 годов), большинство адыгов было изгнано в Османскую империю. Оставшиеся были поселены на равнинных землях на левом берегу Кубани. Так что это единственная в своем роде республика Северного Кавказа, в которой более половины населения составляют русские, а самих коренных жителей, адыгов (черкесов), всего около 25%.

А вдоль дороги поля подсолнухов. Невозможно не остановиться и не сфоткаться -)

В Адыгее мы были уже много раз, но именно в эту поездку мы отправились с целью постараться запечатлеть природные красоты на видео. Ехать решили на Фабии, она прекрасно показала себя при поездке в Абхазию, так что никаких сомнений насчет нее у нас не было. Тем более что и ехать недалеко, от Ростова до поселка Каменномостский (это главный населенный пункт в горной части Адыгеи) всего 370 километров.

Выехали мы пораньше, часа в 4 утра. Обычно на дорогу уходит около 5-5,5 часов. В теории, можно было бы и быстрее, но по пути постоянно натыкаешься на ремонт дороги, из-за чего принципиально сократить время в дороге ну никак не получается. Ну и обычно мы делаем получасовую остановку на завтрак, что тоже немного замедляет перемещение.

Доехать от Ростова-на-Дону до Каменномостского можно двумя путями. В первом случае проезжаешь по М4 за Краснодар, а там, не доезжая до Горячего Ключа, сворачиваешь в сторону Апшеронска, проезжаешь по объездной у Майкопа и через 50 км оказываешься в Каменномостском. Но мы обычно ездим по другой дороге: сворачиваем с М4 в районе Березанской на Выселки, дальше через Усть-Лабинск и Белореченск до Майкопа, по объездной и далее до Каменномостского. Эта дорога, на мой взгляд, более живописная, а по расстоянию примерно одинаково получается, так что выигрыша от выбора первого варианта никакого.

В принципе, ехать по второму маршруту совсем несложно. В Майкоп без нужды заезжать не надо, перед Майкопом будет поворот на Туапсе, лучше свернуть и объехать Майкоп по объездной дороге.

На следующем большом перекрестке нужно свернуть налево, в направлении Майкопа.

Ну, в принципе, если у вас есть навигатор, думаю, вы без проблем дальше и сами сориентируетесь.

День 1. Приезд и заселение

Обычно все начинается с прибытия в поселок Каменномостский. Кстати, местные жители чаще называют этот посёлок Хаджох. Здесь расположено множество гостиниц, гостевых домов. Свои услуги по заселению предлагает и частный сектор. В поселке есть отделение Сбербанка с банкоматом. Из магазинов — Универмаг и Магнит. Да, если вы любитель хорошего алкоголя — везите его с собой, купить что-либо приличное в этом плане в местных магазинах почти нереально. Зато реально купить хорошее пиво. Местное «Майкопское» — весьма приличное и недорогое, рекомендуем!

В прошлые приезды мы останавливались в гостиницах, расположенных в самом поселке. Но в этот раз мы решили поселиться в месте, расположенном прямо на берегу горной реки — в туркомплексе «Белая Река». Он расположен за пределами поселка Каменномостский, неподалеку от пересечения основных туристических направлений Адыгеи. После проезда по мосту, ведущему на плато Лаго-Наки, мы свернули налево и двинулись по грунтовой дороге, идущей по берегу реки.

Примерно через 7-8 минут пути мы оказались на обширной территории, обнесенной деревянным забором. На территории расположены 2-этажные срубы в старославянском стиле. В каждом таком срубе 3 номера. Наверху расположены 2-3-4-местные номера, внизу — 2 бюджетных 2-местных номера.

Мы поселились в 3-местном однокомнатном номере-студии на втором этаже. Номер очень просторный, и в нем есть все, что нужно, даже телевизор со спутниковым телевидением, хотя, на мой взгляд, это даже излишество. Имеется отдельный балкон. Единственно, в номерах нет кондиционеров, но сразу скажу, что за всю неделю, что мы тут прожили ,пожалеть о его отсутствии нам ни разу не пришлось, хотя солнышко палило во всю. Видимо, деревянное строение так сильно не нагревается.

Возле каждого сруба установлен мангал с дровами, так что можно хоть каждый день шашлыки трескать. В принципе, день приезда мы шашлыками и завершили.

В целом, номер нам понравился. Да и вообще место проживания оказалось очень живописным. Куда ни посмотри — везде горы. Красотища! На фото вид с нашего балкона на хребет Уна-Коз.

День 1. Водопады Руфабго

В первый день у нас была запланирована поездка на водопады Руфабго. Невероятно живописное местечко, к посещению обязательно!

Водопады ручья Руфабго — одно из самых популярных туристических мест в Адыгее. Расположены они неподалеку от поселка Каменномостский, так что добраться туда можно как на машине, так и пешком. На машине, конечно, удобнее, тем более что у входа в Ущелье имеется автостоянка. Зато пешком можно посетить водопады бесплатно. Правда, до входа пилить не меньше часа. Но это только для тех удобно, кто в Каменномостском поселился, нам этот вариант не подходил.

Кстати, вот картинка с маршрутом, как пройти пешком, минуя кассу.

Здесь я фотографий почти не делал, все красоты только в видосе.

Всего в ущелье этой реки расположено 16 водопадов, но самыми красивыми и крупными являются водопады Шум, Каскадный, Сердце Руфабго, Шнурок (Девичья Коса), Чаша любви и Девичьи Косы. Часть маршрута (до водопада Шнурок) полностью оборудована для посещения туристов дорожками, помостами и необходимыми ограждениями.

Ручей Руфабго — левый приток реки Белой протяженностью около 17 км, берёт начало на северном склоне Азишского хребта. Долина ручья — интересный природный памятник. Здесь встречаются горные породы разных геологических периодов. По руслу ручей пересекает разнородные по твёрдости и условиям залегания горные породы, он то расширяется, то сужается и образует на своём пути множество водопадов, разнообразных по форме и размерам. Руфабго имеет один крупный левый приток — ручей Бачурина, который впадает в Руфабго в 3 км выше устья. В месте впадения были найдены следы поселения эпохи палеолита и позднего средневековья. Наиболее интересна и посещаема нижняя часть течения Руфабго. В этом месте река течёт в глубоком ущелье с крутыми склонами, которые наверху заканчиваются отвесными скальными стенами, так называемыми куэстами. Когда идут дожди или тают снега, мирно сверкающий ручей может превратиться в грозный поток, ворочающий валуны и деревья, поэтому и назвали ручей Руфабго, что в переводе с адыгейского значит «бешеный», «строптивый».

Чтобы добраться до водопадов, нужно пройти по мосту через реку Белая. Проход по мосту платный. Кстати, с моста виден первый (на самом деле он считается нулевым) маленький водопад под названием Три Братца. Почему «нулевой» — потому что до постройки моста через реку проход к водопадам пролегал по другому берегу реки (тот самый, бесплатный, путь пешком) и этот водопад оказывался в стороне от маршрута и не имел порядкового номера.

Как и всякий туристический объект, водопады Руфабго имеют свою красивую легенду. В ней говорится о том, что в прежние времена долину реки Белая облюбовал злой великан по имени Руфабго, обладающий недюжинной физической и колдовской силой. Жил колдун-великан в пещере Сквозная, расположенной недалеко от первого водопада. Здесь же он черпал свои силы и поддерживал связь со злыми духами, благодаря чему ему удалось поработить множество поселений долины реки Белая. Из каждой деревни злой великан Руфабго уводил самую красивую девушку, а с юношами, пытавшимися их освободить, он жестоко расправлялся. Так в одном из сел проживал смелый и стройный юноша Хаджох, у которого была любимая девушка. Хаджох знал, что совсем скоро Руфабго придет и за ней. Чтобы избежать этого, юноша отправился в горы Адыгеи на поиски доброго волшебника Мезмая. Найдя его, Хаджох узнал, что победить злого великана можно лишь одним способом: подъехав к колдуну с наветренной стороны, необходимо высыпать порошок, образующееся из него облако на какое-то мгновение дезориентирует великана, и в этот момент нужно вынуть из его груди сердце и забросить как можно дальше. Внимательно выслушав старца, юноша отправился в логово Руфабго. Найдя великана, герой предложил ему сразиться, но великан, услышав это, лишь расхохотался. Выехав в долину на своем коне, свирепый Руфабго хотел атаковать Хаджоха, но увяз в земле, насквозь пропитанной сильными весенними ливнями. В этот момент юноша высыпал порошок, и тотчас облако окутало великана. Не медля ни минуты, адыгейский юноша разрубил грудь злодея, вынул оттуда сердце и закинул его как можно дальше. Упав в ущелье, сердце злого великана Руфабго превратилось в огромный камень, преградив путь быстротечному ручью. А водопад, образовавшийся в итоге, стали называть водопадом Руфабго.

После обильных весенних ливней ручей моментально преображается: вода мутнеет и приобретает красноватый оттенок из-за залежей красной глины в верховье ручья, создавая впечатление, будто из сердца Руфабго нескончаемым потоком хлещет красная кровь великана.

День 2. Плато Лаго-наки

На следующий день у нас была запланирована поездка на Плато Лаго-Наки. Но для начала было бы неплохо подкрепиться, так что мы отправились в кафе позавтракать. Завтрак, кстати, был включен в стоимость проживания, и это очень удобно, а то в первый свой приезд в Адыгею мы без утренней кормежки намучились :-)

Типичный наш завтрак. Вкусно и питательно. И каждый день еда была разная. Лично я «мёл» все, что давали, даже овсянку, которую я в принципе за еду не признаю :-)

Здесь я фотографий тоже особо не делал, все природные красоты в видосе.

Лагонаки — популярный туристический горный район, расположенный в Адыгее и Краснодарском крае. Центральная сторона плато Лаго-наки закрыта горами, с востока и запада Лагонакского нагорья расположены наклонные плато. На западе находится Черногорье, высота которого плавно снижается с 1756 до 1000 метров, а на востоке — плато тянется от Абадзеша до северно-восточного предела Лагонакского нагорья. Отдельно выделяется плато Утюг, окруженное 30-метровой стеной скальных пород и своими очертаниями напоминающее корабль. На юге-востоке Утюга находится висячая долина, прозванная Желобом. Плато Лагонаки на востоке нагорья обрываются крутыми склонами, и только на северо-западе полого спускаются.

Площадь плато Лаго-Наки около 800 квадратных километров, высота над уровнем моря около двух тысяч метров. В прежние времена через плато проходил торговый путь, соединявший Северный Кавказ и черноморское побережье.

Территория плато расположена в нескольких климатических зонах: можно пройти от широколиственных лесов до ледников за короткий период времени. Рельеф плато столь же неоднороден. Здесь можно увидеть просторные луга и отвесные скальные стены, пропасти и утесы. Горы, уходящие своими белоснежными вершинами ввысь. На плато Лаго-наки расположен самый низкий ледник Кавказа и Европы — Малый Фиштинский ледник. В настоящее время плато Лаго-наки находится в составе Кавказского государственного заповедника.

Разумеется, есть своя легенда и у плато. У адыгейского князя была дочь-красавица Накэ. А пастухом у князя служил бедный юноша Лаго. Случилось так, что молодые полюбили друг друга. Узнав об этом, князь сильно разгневался и собрался их разлучить. Тогда влюбленные ночью оседлали коней и бежали в горы. Они надеялись добраться до моря и там обрести счастье. Но наступил рассвет, и стала настигать их погоня. Впереди — страшный обрыв, а бежать некуда. Они знали, что Лаго ждет смерть, а Накэ — позор. Нет, лучше умереть вместе! Разве они смогут жить друг без друга? Взял Лаго на руки свою возлюбленную и прыгнул в пропасть. С тех пор местность, в которой произошла эта трагедия, стали называть Лаго-Наки по имени влюбленных.

В районе Азишской пещеры очень буйная зелень, вот такие «лопухи» вырастают, выше человеческого роста.

Фото из архива. Лаго-наки в начале мая 2014 года. Внизу, в районе Каменномостского, лето, а наверху еще ранняя весна.

На обратном пути мы заехали поужинать в Дауре. Это чуть ли не единственное место в Адыгее, где можно отведать местной, кавказской, кухни. Особенно у них хороши местные чебуреки с сыром, которые называются Халюж. Впрочем, с мясом тоже вкусные -) Ну и самый главный плюс у Даура — шикарный вид на горы. Такого вида, пожалуй, больше нет ни в одной кафехе в Адыгее.

Ну и, кстати, нюанс: прямо напротив Даура, через дорогу, находится кафе Хуторок. Там, правда, нет национальных блюд, но зато сама еда вкуснее, чем в Дауре, да и чек будет процентов на 25 ниже. Плюс у них там отменный выбор блинов с разными начинками. Но, конечно, таких видов на горы там уже не будет.

День 3. п. Гузерипль. Партизанская поляна. Яворовая поляна

На следующий день мы выдвинулись в сторону Яворовой поляны. Сама по себе поляна место хоть и красивое, но не то что бы особо примечательное. Но вот сам путь до этого места просто невероятно живописен. Да и сама дорога на некоторых участках представляет собой несложный серпантин, по которому очень приятно прокатиться. Я каждый раз кайфую, когда там проезжаю.

Немного про точки маршрута:

Посёлок Гузерипль был основан в 1924 году как кордон Кавказского заповедника. Расположен в горнолесной зоне на левом берегу реки Белой в 76 км от Майкопа и в 46 км от железнодорожной станции Хаджох. Является последним населённым пунктом в долине реки Белой перед незаселёнными территориями Кавказского заповедника. Связан с Майкопом автомобильной асфальтированной дорогой, которая проходит через село Хамышки, станицу Даховскую, посёлок Каменномостский. Имеет ежедневное автобусное сообщение с Майкопом.В поселке расположено большое количество гостиниц и гостевых домов.

Вот, кстати, тот самый дольмен в Гузерипле, который в видео не попал.

Партизанская поляна расположена у подножия хребта Каменное море, на высоте над уровнем море 1600 метров. Название Партизанская поляна получила от партизанской базы, находившейся тут в годы гражданской войны. Двадцать лет спустя, в годы ВОВ, адыгейские партизаны прятали от фашистов на поляне скот, согнанный с лугов Лаго-Наки. На Партизанской поляне имеется зарыбленное озеро и горнолыжная туристская база. Отсюда можно полюбоваться на вершины гор Оштен и Гузерипль, хребет Каменное море, с его наивысшей точкой скалой Нагой-Кош.

Яворовая поляна, также как и Партизанская, является одним из опорных пунктов, проходящих в этом районе туристических маршрутов. Отсюда туристы, как правило, движутся на запад на Гузерипльский и Инструкторский перевалы, отправляются осмотреть водопады реки Армянки, начинают восхождение на гору Оштен. Название поляне дал произрастающий в лесах вокруг нее широколиственный клен — явор.

Яворовая поляна лежит на высоте примерно 1575 метров над уровнем моря и служит превосходной обзорной точкой, предлагающей восхитительные виды на горные пейзажи Адыгеи. К югу от поляны хорошо просматривается живописная долина Армянки, на юго-западе возвышаются громады Фишт-Оштенского хребта и удивительное Каменное Море. На востоке виднеются вдалеке вершины Большого Тхача, Чугуша, Атаманжи.

Пара фоток с поездки на майские праздники в 2014 году. Внизу — лето, зелень, жара. А в районе Яворовой поляны еще царит ранняя весна, даже кое-где еще снег лежит.

День 4. Монастырь

На следующий день мы отправились посетить Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь. Не то что бы мы были людьми особо верующими, просто само это место весьма приятное, так что если даже вы человек неверующий или принадлежите к другой конфессии — хотя бы один раз посетить монастырь стоит в любом случае.

Расположен монастырь неподалеку от поселка Каменномостский вблизи поселка Победа. Это крупный туристический центр, привлекающий как паломников, так и обычных туристов. Благодаря обилию интересных достопримечательностей в окрестностях монастыря эти места посещает практически каждый турист, посещающий в Адыгею.

Свято-Михайловский Афонский монастырь уникален еще тем, что под ним находится целая система пещер и потайных ходов, которые были созданы самыми первыми монахами, обосновавшимися в этом месте задолго до создания Божьей обители. Эта система аналогична той, которая находится в Киево-Печерской лавре. Кроме того, эти пещерные ходы имеют только один известный выход на поверхность.

Через одиннадцать лет после революционных событий Свято-Михайловский Афонский монастырь был закрыт. Все до одного храмы и множество других зданий хозяйственного назначения были уничтожены. В нормальном состоянии до нас дошли только лишь здание трапезной и еще несколько вспомогательных помещений.

Возрождение Свято-Михайловского Афонского монастыря началось лишь в начале третьего тысячелетия, когда РПЦ возвратили Троицкий храм. Последнее десятилетие ведутся активные работы по восстановлению былого величия этой обители.

Рядом с монастырём, на горе, расположен источник, который, по мнению паломников, обладает чудом исцеления. Они приезжают сюда отовсюду, дабы омыть свое тело в чудотворном источнике, посетить богослужения, исповедаться и причаститься.

К источнику ведет широкая, мощенная плиткой, дорожка. Можно пройти, не сворачивая, прямо к источнику, а можно свернуть направо, спуститься по оооочень длинной лестнице вниз, к подземному монастырю. Мы, правда, так ни разу на это не решились, уж больно тяжким потом окажется подъем обратно.

У подножия горы дорожка разделяется. Прямо пойдешь — к источнику попадешь, налево пойдешь — на верхушку горы взойдешь.

Крайне не рекомендуем идти по левой дорожке. Подъем на вершину очень длин и тяжел, проще пойти прямо, до источника, а уже оттуда подняться по короткой лестнице на эту же самую вершину.

Кстати, на вершине делать особо нечего. Там расположена обзорная площадка, с вершины которой открывается панорама на горы Главного Кавказского хребта: Чугуш, Джемарук, Фишт, Оштен, Пшехо-Су, Уруштен, Тыбга. Хороший вид открывается и на территорию монастыря.

Ну и еще там можно в колокол позвонить, в этом миниатюрной колокольне. И всё.

Возле источника всегда многолюдно. Вот эта очередь стоит за водой.

А это очередь в купель.

Раньше рядом с источником стоял мужичок и угощал всех чаем с сушками и горным медом. Но теперь его упразднили, очень жаль. Зато теперь здесь же, справа от лестницы, ведущей на вершину, расположена блинная, в которой можно отведать вкусных монастырских блинчиков с начинкой.

День 5. Последний

В этот день мы решили никуда не ездить, а провести день на территории туркомплекса. В прошлые дни мы так находились, что желания куда-либо еще идти у нас уже не было. Но сидеть на месте неинтересно, так что я воспользовался услугой по прокату велосипедов (можно было выбрать из примерно десятка великов) и поехал исследовать окрестности. Фото, кстати, с этой поездки получились совсем не ахти, так как снял я это все на свою люмию 520, а у нее камера образца 2009 года. Но других фоток нет.

Вот такой клевый подвесной мост расположен совсем рядом с местом нашего проживания.

Я просто ехал про проселочной дороге и смотрел на знакомые горы совсем с другого ракурса. Это было так необычно.

А вот и мой верный росинант.

Далеко я, конечно, не уехал. Сказывалась усталость, накопленная в прошлые дни, да и отвык я уже от велика, с детства не катался. Плюс еще это проклятое велосипедное кресло, настоящее средневековое орудие пыток!

Вторую часть дня мы провели у бассейна. Вода была весьма бодрящая, то что надо после поездки под палящим адыгейским солнышком.

На следующий день, сразу после завтрака, мы уехали обратно в Ростов.

В заключение хотелось бы отметить, что в Адыгее каждый сможет найти тот вид отдыха, который захочет. Это отличное место для спокойного семейного отдыха. Но если вы любитель активного времяпрепровождения — то с этим тут тоже полный порядок. Рафтинг на реке Белой, каньонинг, покатухи на квадроциклах, джипинг, пешие и велопоходы, поездки на БТР-е, конные экскурсии, полеты на дельталёте, спелеопоходы, восхождения, скалолазание — всё это там есть. Будет чем заняться.

Я и сам планирую в ближайшие годы начать ходить в пешие походы по Адыгее, уж больно много там красивых мест, недоступных для автопутешественников.

P.S. Из Адыгеи нет прямого пути к морю. Так что, если нужно попасть на море, придется вернуться до перекрестка с указателем пути до Туапсе, и оттуда еще пара часов до моря пилить. Причем ехать придется через Шаумянский перевал. В принципе, ничего страшного этот перевал из себя не представляет (в сухую погоду), просто жутко пыльная грунтовка. В прошлом году мы на фабии там проехали без проблем.

P.S.2. Прямо напротив моста, ведущего на Лаго-Наки, с недавних пор установлен подъемник, ведущий на вершину хребта Уна-Коз. На вершине можно посетить веревочный парк, покататься на троллеях.

P.S.3. По деньгам всё примерно как на нашем море. Частный сектор от 300-400 р. за человека, гостиницы от 2-2,5 тысяч рублей за номер и выше. Наш номер был не бюджетный, стоил 4500 в день. Но там же, на первом этаже, к примеру, номера от 2,5 тысяч.

P.S.4. В Каменномостком имеется ЕДИНСТВЕННАЯ на весь этот горный район заправка. Заправка Лукойл. Бензин там нормальный, ну 95-й по крайней мере, которым мы всегда заправляемся. В принципе, проблем у нас с этой заправкой ни разу не было, но мы всегда подстраховываемся, заправляемся на подъезде к Майкопу, а то вдруг приедем с пустым баком, а там или бензина не будет или еще что.

Фото сделаны в основном на Nikon 5100 с китовым объективом 18-55, несколько фото на Nokia Lumia 520. Видео снято на GoPro 4 SE.

Отлично написали. Всё как есть.

"Кстати, Выселки — один из самых непонятных населенных пунктов по пути в Адыгею. В каком еще подобном поселке вы встретите светофоры с таймером? Да они в Ростове далеко не везде стоят. Или вот такой мост с фонариками? Ну, а главное — это, конечно, здания Спортивного Комплекса и Ледового Дворца. Ледового Дворца в Выселках, черт подери! Да еще какого!"
Тут ничего удивительного нет. Выселки - это родина нашего предыдущего губернатора Ткачёва. Так что не сделать из них образцово-показательную конфетку просто не могли!)))
Молодцы, красочно! Фотографу 5!
ПробегАвто
Красота!

Повествование идёт от лица мужчины, но даже на фотке с велосипедом изображена женщина и велик на фотке отдельно женский. Автор, кто ты? )))
Там где вы учились, мы преподавали.

Действительно, про Адыгею впервые читаю отчет. Очень заманчивая природа. Красивые фото. И ах, какой красивый цвет волос!:-) :-) :-)

Мне бабушка говорила, что все рыжие женщины ВЕДЬМЫ, а тут вообще огонь, одним своим рассказом с фотографиями, возбудила желание..... посетить Адыгею.

Artem70:
Автор как всегда за кадром) Не было другой фотки с великом)
Да и вообще автора можно увидеть только на видео -)
Мой отзыв: Skoda Roomster 2012

Михаил424:
Яркий отчет!)) а карту маршрута бы еще можно?;))
Мы как начали ездить по маршруту, проложенному навителом, так и продолжаем. В принципе, яндекс-навигатор тоже так строит маршрут сейчас

Кроме того, я же указал точки маршрута в тексте

Кроме того, я же указал точки маршрута в тексте
Ну вот и прояснилось..... Это я написал, это я хороший"

А бабушка говорила.... все рыжие женщины ведьмы....
13pioneer
Спасибо написано хорошо. После данной статьи у вас должно быть бесплатное проживание в Адыгее . Хочу немного дополнить – откорректировать, в адыгейский – черкесске народ входят, адыгейцы, кабардинцы , Черкесы и есть небольшие народности а также абхазы.
13pioneer
Кстати и видео очень интересно поставлена – молодцы. Кого интересовал вопрос кто автор -на видео можно увидеть .

Майкоп-Белореченск
Да,не так много отчётов о поездках в наши красоты...Несколько неточностей,а в остальном всё верно...У нас красиво...
Так...

Майкоп-Белореченск
Странно фото добавились...Ещё больше информации здесь... http://kishar.ru/sitemap.php

Познавательно, спасибо!
Мой отзыв: Kia Sorento 2013

Водопады какие необычные!

Вадим
Джубга
Родился и вырос в Майкопе, все эти места знаю, и бывал там, а все равно прочитал с удовольствием. Отличные фото, спасибо за рассказ, ростовчане !!!

А
А светофор этот стоит возле школы, где учился нынешний министр сельского хозяйства , самый крупный землевладелец европы, официально заработавший 50 млн. за 2015 год, что в 25 раз больше, чем за 14-й, когда он был губером.
А спорт.комплекс был ещё в советские времена, когда первым секретарём райкома партии был его отец.

Константин
Чебоксары
Автору большой РЕСПЕКТ за фотографии горных красот!!!!

На семи холмах
Хорошо! Молодцы

Недавно вспоминал как пустынь называется, и тут ваш отчёт.
Если сегодня ты делаешь то, что делал вчера,
то сегодня ты имеешь только то, что имел вчера.

Владивосток-Москва
Отличный рассказ! Тоже бывал в Адыгее, очень понравилось там!
Еще там есть Гуамское ущелье.

Вячеслав:
Отличный рассказ! Тоже бывал в Адыгее, очень понравилось там!
Еще там есть Гуамское ущелье.
Спасибо. Гуамка и Мезмай это уже Краснодарский край. Как раз туда в июне собираемся

Владивосток-Москва
BessTV:
Тоже чтоль рвануть!)) Уж хорошо и заманчиво вы все описали))
slava

Вячеслав:
Тоже чтоль рвануть!)) Уж хорошо и заманчиво вы все описали))
Почему бы и нет?) Но еще круче там осенью побывать, в октябре,, там еще красивее конечно же, краски не реальные и еще тепло

Октябрь. Лаго-наки

Этот поселок - районный центр. И что удивительного в этом таймере? Во многих городках Краснодарского края установлены такие. Так что Ростову в этом плане еще расти и расти ...

Красивые места, но в определенном смысле неспокойный регион...
Продам уши от мертвого осла.

Ерунда. Более чем спокойный.

А этот "лопух" называется "борщевик". Очень опасное растение.

отличный отчёт
ПАЛАСИО:
Красивые места, но в определенном смысле неспокойный регион...
Это Вы о чём???Вот это-точно "Слышал звон,но не знаю,где он"...

Ещё несколько фото...

И...

А здесь мы живём...

Бобер772
РЕклама фотуопаруту делали

Калининград, Тридевятый
Сообщений: 1936
красивая у нас страна...
Ночной дожор! Всем выйти из сумрака!
Мой отзыв: BMW 3-Series 2001

ПАЛАСИО:
Красивые места, но в определенном смысле неспокойный регион...
А что ж именно там неспокойного-то? со своих 1,5 лет летом каждый год к бабушке в Майкоп ездила. И что-то неспокойно там не было ни разу.

Спасибо огромное за Адыгею. Люблю ее очень.

NEW-KUZNЯ-KRDAR
Artem70:
Глаза разуй!
только Япония и только гибрид, Lexus CT200H

Майкоп
Всё у нас спокойно и хорошо.Места абалдеете,а воздух мм мм!!! Но почему за Азишскую не написали,а за ней смотровая,дух захватывает! А вообще,конечно,самый кайф пешочком,с палаткой и котелком,ночь,костёр.......ааа аа,блин,на выходные рвану с подругой!!!)

Смотровая в одном кадре присутствует же. Ну а за Азишскую не написал так как в этот раз мы в нее не пошли. Это то самое место куда более 1 раза идти не охота)

Минск
...Уроженцем Выселок является министр сельского хозяйства России Александр Ткачёв....
Мой отзыв: Ford Focus 2002

Минск
Простите, повторился)

Сообщений: 2099
"Лопухи" в районе Азишской пещеры - это очень опасное растение - борщевик, от соприкосновения с которым появляются ужасные ожоги, которые не сразу могут проявиться. Вот ссылка http://www.syl.ru/article/1593...
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

веталь
Светофоры в выселках с таймером? Ничего удивительного! Первый вор Краснодарского края, самый большой землевладелец, бывший губернатор, а ныне министр сельского хозяйства Ткачёв здесь родился.
у нас тоже так)))
Кроме того ещё землевладелец и первый вор в крае.
веталь
Не нужно вводить людей в заблуждение! На водопады Руфабго, пешком без подготовки и специального оборудования не пройти. Сами попробуйте, а потом пишите. Ещё карту выложили, кто нибудь с детьми пойдёт не дай бог на Вашей совести несчастье будет. Ну да Бог Вам судья.
В Каменномостком имеется НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ на весь этот горный район заправка

В Каменномостком имеется НЕ ЕДИНСТВЕННАЯ на весь этот горный район заправка
в горной части единственная

веталь:
Спокойно...С восьмилетней внучкой ходим туда прекрасно без оплаты мАсквичам...
в горной части единственная
Совершенно правильно...

у нас тоже так)))
Ледовые дворцы есть в каждом районном центре Краснодарского края. А у вас тоже так?

Hedy_Prime:
теперь уже явно больше)

А мясо для шашлычка в туркомплексе брали или из дома привезли? Хороший отчет. Были в тех краях с экскурсией из Анапы. Так понравилось, что предлагала мужу съездить отдохнуть там. Когда-нибудь выберемся.
PS: отчеты про Адыгею на Дроме есть. Вот недавно прям читала: люди на море ездили и заезжали в Майкоп, а из него по достопримечательностям.

Чистых отчетов по Адыгее нет, только ошметки инфы какие-то. Недавно буквально тоже был отчет, там был маааленький кусочек про Адыгею. Если бы я не знал что там да как - вообще бы никакого представления об Адыгее не составил на основании той информации.
С собой брали мясо, чтобы на месте не возиться. Всегда так делаем.

Pietro
Смотрите как хорошо в кавказской республике, в которой убили большую часть народа.надо и с другими так
Pietro:
Ты что несёшь,в уме?
Да ладно,легко))

Hedy_Prime:
Мало знаешь)

Прикольное видео, лишь вставок с таймлапсом не хватает, для полного феншуя.

Flying High:
Прикольное видео, лишь вставок с таймлапсом не хватает, для полного феншуя.
Таймлапс долго снимать

Майкоп
Посмотрел видео,молодец,профи,случайно на свадьбах не подрабатываешь?)Есть пеший маршрут на море,выходишь на Дагомыс,найдите время,прогуляйтесь,абалдеете)

Да, точно. И Шкоду нам дали. Для полного комплекта
Айджапсандал кушали? Если нет,приезжайте в следующий раз,угощу)

Владимир:
не, на свадьбах не подрабатываю)
Да, про 30-й маршрут слышал. Но пока снаряги никакой почти нет, в этом году походим радиалки в Хаджохе и Мезмае

Владимир:
Айджапсандал кушали? Если нет,приезжайте в следующий раз,угощу)
звучит прям таки страшно) что это?)

BessTV:
не, на свадьбах не подрабатываю)
Там особо снаряги не надо) а айджапсандал,это жареные на костре овощи,какие......говорить не буду)) ты скорее всего это блюдо едал,но вся фишка в том,что оно готовиться в горах...)

Майкоп
С вашим запалом 30-ку одолеете легко))

Вартовск
Профессионально конечно, не каждый так статью напишет и видео сделает.

отличный отчет - даже не думал что в Адыгее так красиво - отличный отдых и красивые места, молодцы
p.s. "... В каком еще подобном поселке вы встретите светофоры с таймером? Да они в Ростове далеко не везде стоят...." - у Вас в Ростове получается вообще тоска)) - у нас в городе почти каждый светофор с таймером - а это оказывается так необычно))

hirschhorn:
Да, даже на центральных улицах не везде стоят.

Владимир:
Не, точно не едал. Я вообще овощи не особо... Как я понимаю, фишка в том что в горы сперва на своем горбу эти овощи надо припереть)

Таймлапс долго снимать
зато какой потом кайф)

Отличное путешествие,хорошие фото,молодцы.

Буквально рядом с Хаджохом есть поляна Копилка (с экстрим парком), ущелье ручья Мишоко, смотровые площадки и пещеры на хребте Унакоз, скала Чёртов палец (там же) и много другое!

trot99:
Если все будет как планируется в этом году - следующий отчет сделаю как раз по таким вот местечкам)

Еще несколько фото с прошлых поездок

За видео - отдельный респект!
Душу вложил видно! я так свои хоум видео не обрабатываю... просто нет времени хотя возможность есть.
Спасибо за удовольствие от просмотра!
Я люблю работу, она очаровывает меня. Я могу сидеть и смотреть на неё часами!!!

Очень здорово!)
...Анатолий-молодцом!!!*)))

Johnykey:
За видео - отдельный респект!
Спасибо за удовольствие от просмотра!
Пожалуйста) Да я в следующий раз тоже так делать не буду, просто сделаю общую нарезку под музыку да и все. Нафиг столько лишней возьни)

Отличные места! Спасибо, что показали. Езживал через Шаумянский перевал, но там несколько не так, где были вы. Тем не менее, и ваши посещенные места не сравнятся с Горным Дагестаном, откуда только что вернулся. Селения Гуниб, Уркарах, Ботлих, расположенные на высотах примерно 2000 метров, почти на границе с Чечней, да и дороги к ним - это что-то, с чем-то! Думаю, через пару месяцев смогу опубликовать рассказ. Про Дагестан, вроде, тоже не было.

Шаумянский перервал это совсем не то, конечно.
Конечно, весь Северный Кавказ сам по себе более внушителен чем Адыгея, горы выше и тд. Но в Адыгее по своему хорошо, она такая... "камерная", что ли. И засилья мусульман вокруг нет.

Еще немного Адыгеи

Тааааак, а теснину что ли мимо пропустил? Или видео надо смотреть?
Мой отзыв: Peugeot 308 2011

Не, в теснину не ходили в этот раз. Не нравится она мне) Да и эти ядовито-желтые ограждения в кадре только все портят

AntoshaF
Тверь
В Майкопе самые отмороженные гаишники. Причем и русские тоже. Странно что об этом нет инфы. С местными гаишниками не сравнятся даже башкирские. По походам в красивые места ничего не скажу, Адыгею просто проезжал несколько раз по дороге. Но там до моря Шаумянский перевал и вот оно - лучше уж на море.

Ни разу нас не останавливали гаишники за все приезды в Адыгею. В Майкоп мы не заезжали, не зачем, а в в горной части гаишники редки и не цепляются, если не нарушаешь.

Михаил424:
Яркий отчет!)) а карту маршрута бы еще можно?;))
В Майкопе разберешься и карты не надо язык до Киева доведет но в Киев не советую. не пожалеете приезжайте, мы сами Сибиряки с Байкала уже 25 лет живем нравится горы чем то напоминают Прибайкалье

BessTV:
Гаишники Они и в Африки Гаишники , в гости приехал, постарайся соблюдать и все будет, нормально и меньше спорте это признак. ....

Майкоп
Спасибо за красивый отчет. Приятно было посмотреть фотографии и почитать.
Dum spiro spero

гематоген 88:
Спасибо за красивый отчет. Приятно было посмотреть фотографии и почитать.
пожалуйста)

Шикарные места, надо посетить.

АристофанБиБи
Уже в четвертый раз поеду осенью

да, осенью там хорошо, даже лучше чем летом

Про Выселки рассмешили. Пишу Вам именно оттуда))) А поездка хорошая, что говорить. Нам те места тоже очень нравятся, особенно тем что ближе всего территориально. Еще если не бывали, то советую Мезмай и Гуамку, тоже неподалеку от Лаго-наки. Удачи в новых путешествиях!

Хороший рассказ, вдруг соберусь в Адыгею , воспользуюсь))

Елена Панченко:
Спасибо) Про Мезмай и Гуамку будет в новом отчете. Но мне все равно больше нравится Хаджох

Отлично отдохнули, мы тоже открыли для себя Адыгею в 2016 году аж два раза летом и осенью. Очень понравилась эта маленькая республика нашей необъятной Родины и своей шикарной природой и добрыми, отзывчивыми людьми
багажные-карманы.рф - порядок в твоем багажнике

scandic
Йошкар-Ола
Отличное путешествие. Молодцы. Фотографии передают всю красоту без слов.

Zelenogorsk
BessTV
С 2010 года когда мы с семьёй впервые посетили Лаго-Наки, Большую Азишскую пещеру, водопады Руфабго и заодно ещё Домбай, стараюсь рекламировать эти места где только можно - и в комментариях к отзывам, и на форуме авто-путешествий и в региональной ветке, и даже фотографиями в своём профиле :)
А на фото-заставке к вашему путешествию, кстати, гора Чёртовы ворота (или Западный и Восточный Ачешбоки, там же расположены горы Большой и Малый Тхач), когда в 2015 ездили в Архыз, то эти Адыгейские горы видели с трассы после Лабинска.
Отличный отчёт, с удовольствием посмотрел!