Мотопутешествие Омск — Ямал — Испания на Yamaha XT1200Z Super Tenere

05.04.2016 | 21933 просмотра

Мечта

Не помню уже, с чего всё началось, и каким образом Я притянул такие возможности, но смотря на себя со стороны, вижу взрослого парня, имеющего два мотоцикла, восстановленный окрепший организм после неслабой аварии двухлетней давности на Ниндзе девятке, два путешествия за полярный круг и крайнее, самое приятное — по Европе до Барселоны, о котором расскажу подробнее.

Вообще, у меня есть слабые уязвимые места — это мотоциклы, самолёты, оружие, спорт, музыка и красивые женщины. Конечно, как и у любого мальчишки, с детства у меня были мечты, связанные с этим, и так как я жил в деревне, возможностей касаемо мототехники в лихие 90-е у нас было гораздо больше, нежели у городских мальчишек. Кто помнит, Восход, например, стоил порядка трёхсот рублей, а ИЖи в пределах пятисот. УРАЛы переваливали за косарь, наверное, поэтому и спросом не особо пользовались среди подростков. Но что происходило с этими людьми потом? А потом подросток «становится взрослым» с огромной кучей надуманных, левых, ненужных проблем (как, чтобы прямо сейчас куча бабок, как Форд-Фокус в кредит, как литьё на 18, как вон тех трёх тёлочек сразу, как долги вернуть…..) и теряет самое главное, что в том числе отличает Его от животного — он начинает плыть по течению, превращаться в овощ, планктона и забывает свою мечту. И все те парни-старшаки, на которых в детстве хотелось равняться, пройдя этот этап «взросления» в системе, сейчас не представляют из себя людей со сколько-нибудь серьёзной смысловой нагрузкой, тех авторитетных пацанов, коими являлись для нас в детстве. И хвала и поклон тем мужчинам, которые имея семью, не в ущерб естественно ей, всеми возможными законными путями исполняют свои детские мечты, например, погружаясь с аквалангом, поднимаясь в горы, покоряя небо, прыгая с парашютом или садясь на мотоцикл.

Подготовка

Несмотря на все мои старания, я не могу сказать, что подготовился к этой поездке тщательнейшим образом. Я смотрел видеоблоги разных путешественников, читал статьи, отзывы и форумы, видел, с какой скрупулёзностью они относятся к подготовке к предстоящим путешествиям. Я отдавал им должное, но моё отношение к этой поездке было слишком, как мне казалось, ветреным. У меня не такой математический склад ума, и казалось, что если всё рассчитать, заранее бронируя отели по дороге, Я буду привязан к плану-графику, а этого мне вдоволь хватает на своих строительных участках, и это не позволит расслабиться и в полной мере насладиться этим путешествием.

Планировать маршрут, если так можно выразиться, я начал после того, как друг Роман, хозяин турфирмы, который мне оформлял визу, сказал, что самая дешёвая виза — Испанская. Я почесал в затылке, подошёл к карте и спросил: «А это где?» То, что я увидел, мне понравилось и начал делать наброски маршрутов.

Есть коллосальное количество вариантов, таких как туда идти через Питер на пароме в Финляндию, по Северной Европе через Скандинавию, а обратно, например, через Балканы и Украину. Тогда для меня паром из Питера казалось чем-то сложным, и я решил весь маршрут пройти на колёсах.

Изначально думал ехать через Украину, Словакию и Австрию, а обратно вернуться северным путём, так как в Украине рядом с Киевом у меня живёт двоюродный брат Сергей, который давно приглашал в гости. Тогда в 2013 году там было относительно спокойно, но всё же он предупредил быть особо осторожными с местными гаишниками, они, говорил, очень мотоциклистов не жалуют. Я так подозреваю, что особенно в эту категорию подпадают номера RUS. Но обстоятельства сложились так, что к Серёге на Украину я не попал, мне пришлось ехать сразу в Польшу через Белоруссию, но обо всём по порядку.

Подготовку к своему путешествию я разделю на 6 категорий, таких как:

1. Зарабатывания денег
  2. Подготовки документов
  3. Обслуживания мотоцикла
  4. Покупки необходимого снаряжения и обвесов
  5. Экипировки
  6. Собственного здоровья и спортивной подготовки.

1.Зарабатывание денег для поездки это главный аспект подготовки. Если ты не олигарх, не вор, а гордо относишь себя к классу среднему и ниже среднего, как я, сумма порядка 200 тыс. руб. вовсе не выглядит шуточной. Для её накопления требуется время, и самое главное ты должен быть точно уверен в целесообразности подобной траты. У тебя не может появиться мысли, что на эти деньги можно было бы купить, например, Приору, или шубу жене, или построить баню, или отремонтировать крышу, или отдать ипотечный кредит, или устроить ребёнка в институт или отмазать от армии. Если такая мысль появилась — всё, путешествие окончено. Потребности делятся на две категории — биологически обусловленные и деградационно-паразитарные. Забудь о любых развлечениях и праздном образе жизни, если Ты и Твоя семья до конца не обеспечены первыми. А путешествие одного себя Я к таким отнести не могу. Т.е. твой тыл должен быть надёжно защищён.

2. Документы. Сюда прежде всего входит чистота перед законом, но с оговоркой — неоплаченные штрафы за нарушение ПДД в Омске и ХМАО на это не влияют)))
Далее — права. Некоторые делают дополнительно к своим специальные международные права. Я убедился — абсолютно лишняя трата денег и времени. Хорошо, что о них я в процессе подготовки не знал, так бы наверняка сделал. Я проезжал польскую границу с корешмунделем на КТМе, у к. т. они были, у него их не смотрели и у меня даже не спрашивали.
Документы на мотоцикл — не знаю, как всё должно быть оформлено грамотно с юридической стороны, если мотоцикл у Тебя не в твоей собственности, у меня с этим порядок, мот оформлен на меня, свежие металлические номера, и вопросов на границе не возникает.
Гринкарта — делал её дома в страховой компании «Ресо-гарантия» на 1 месяц за 1400 руб. Можно сделать и перед границей, уже за Смоленском стоят вагоны-кемперы с большими вывесками «Страховка». Цены у них не узнавал.
Страховка — вещь очень нужная и полезная, считается обязательной, т.к. без неё не выдадут визы. В «Югории» за 31 день отдал 1300 руб.
Виза — абсолютно без разницы в какую страну Евросоюза Вы её берёте, границу Вы пересечёте дважды — на въезде и выезде в Евросоюз. Всё! Тут главное найти самую дешёвую и чтобы устраивала Вас по времени. Когда выезжали из Польши, офицеры держали нас 5 часов на границе (на то была причина), а подтверждения пребывания на территории Испании никто ни разу не спросил. Из всего предлагаемого самым дешёвым вариантом оказалась испанская виза на полгода, она стоила дешевле, чем на 17 дней в Чехию. Делал я её в Омске через туроператора «Дискавери» примерно за 8000 руб. Тут цены я сравнил, для нашего города это нормальная цена, а в Москве напрямую она стоит порядка 3000 руб. Для её оформления от меня потребовалась справка о наличии денежных средств на счету в банке и документ о собственности на жильё. Нужно было подстраховаться и предоставить им побольше документов, т.к. я на тот момент был не женат и ехал один, была вероятность отказа. Просрочка визы грозит неприятностями на границе, у моей пассажирки Ольги виза была на 20 дней, она делала её позже меня и в «Омском визовом центре», на полгода ей не дали, хотя у обоих чистые паспорта (отдала она за это около 5000 руб.). Вот это и было причиной нашей пятичасовой задержки. Наказание тут полностью зависит от офицера, штраф от 200 злотых (70 Евро) и выше, запрет на въезд от полугода до пяти лет. Мы за 10 дней просрочки обошлись малой кровью — всё по минимуму.
Паспорта — вам понадобится как Российский, так и загранпаспорт. Второй понятно зачем, а вот по Российскому Вы будете селиться в отелях на территории Российской Федерации, предъявлять в банках при проблеме с картой, в магазинах при расчёте по карте и т.д.

3. Обслуживание Я делю на две составляющие — самостоятельное и авторизированное. Самостоятельно мотоцикл нужно тщательно помыть, осмотреть на предмет сколов, трещин, вмятин, герметичности прокладок, подтекания масла, люфтов, целостности проводки и электрики и т.п. Так же нужно произвести протяжку соединительных элементов, в идеале с динамометрическим ключом согласно данных мануала, протянуть спицы, хомуты и т. п. Так же следить за этим в процессе поездки при первом удобном случае хотя бы через каждые пару тысяч км. Также заменить моторное масло и масло в редукторе, а тормозную жидкость и антифриз по необходимости. Рекомендую также поменять колёса перед поездкой, если в них есть хоть капля сомнений, в этом случае по возвращении у Вас дома будет стоять отличный комплект для докатки или отжига. Я поменял свои в Барселоне, состояние переднего было ещё как-то более или менее, на сезон по городу ещё бы хватило, но с собой его уже не заберёшь. Помните, что у Вас только два колеса, а не пять, как на легковой, и ошибиться тут может стоить очень дорого. Можно заменить колодки, а можно их взять с собой и заменить по дороге, делается это быстро, главное не проглядеть. То же самое могу сказать о воздушном фильтре. А вот балансировку, замену свечей и диагностику двигателя я рекомендую делать у людей, которые зарабатывают на этом деньги в сервисах. Для особых случаев, например, если нет возможности самостоятельной подготовки, можно загнать мот к компетентным людям в хороший сервис и произнести волшебные слова: «Еду далеко, ничего не должно сломаться!»

4. Допоборудование, снаряжение, обвесы я разделю на категории — а)обвес и б)необходимое в дорогу. а) К необходимому обвесу отнесу защиту от ветра (ветровик, дефлектора), грязи, воды (брызговики, удлинители крыла), холода (подогрев ручек), камней (защита картера, фар, рук), тумана, темных обочин (противотуманки) и падений (дуги, слайдера), защиты от радаров (радар-детектор, смазка цепи на номере), ёмкости для багажа (боковые и центральный кофры, сумка на бак, рюкзак, сумки на защитные дуги ДВС), навигацию и разные мелкие приспособки для удобства, такие как гелиевая подушка на седушку, накладка-педаль на газульку, позволяющая крутить ручку одним пальцем и т. д. б) Из необходимого в дорогу лично Я брал следующее: велонасос; комплект для ремонта бескамерных шин (которые со жгутиками); средство в аэрозольном балончике для тех же целей; репелленты — мазь и спиральки (если будете жить в палатке); масло на доливку в двигатель 1 л и в редуктор 0,2 л; комплект ключей; средство для мытья стёкол от мошек; комплект ветоши; набор лампочек и предохранителей; медицинскую аптечку, скомплектованную самостоятельно; мануалы для мотоцикла, радар-детектора и интеркома; фонарик; зажигалку или спички; герметик и холодную сварку; ВД-40; туалетную бумагу; воду; багажные сетки; чехол для мотоцикла; спальный мешок; надувной коврик или пенку; палатку; замок-блокиратор на колесо; фотоаппарат в чехле с запасной флешкой; блокнот с ручкой; карта, зарядник от прикуривателя ко всем гаджетам.

5. Экипировка. От правильно или неправильно подобранной её зависит комфорт всей поездки. Вообще, самая опасная езда предстоит по России, с её грязными убитыми дорогами (на которых есть колея, зато нет разметки))) и маргиналами водителями фур, которым в прикол с тобой поиграться. Тут нужно быть одетым по максимуму. А вот в Европе скоростной режим ниже, дороги в целом лучше, а температура воздуха выше, поэтому экип там не особо пригодится, мотоциклисты местные зачастую гоняют в шортах и футболках. В идеале пилить по России в полной амуниции и скинуть её где-нибудь в Смоленске или Белоруссии у друзей или родственников и на обратном пути снова в неё облачиться. У меня такой возможности не было, и я выбрал только верх — это куртка, перчи и шлем, на ногах джинсы и кроссовки, на пояснице тёплый специальный пояс, под шлемом балаклава Виндстопер с плотным закрытым горлом. У пассажирки не было ничего, кроме шлема с подшлемником, на обратном пути в Германии появилась куртка с защитой и тёплые носки.

Очень важно защититься от дождя. Тут необходим дождевик на себя, на ноги и руки, быстрозакывающиеся чехлы на сумку на баке и навигатор. Так же все вещи, пристёгнутые снаружи сеткой к кофрам должны быть в полиэтилене. В целях безопасности дождевик должен быть яркого цвета, ядовито-кислотного или лимонно-красного. Тебя и так не видно, а тем более в дождь, не понимаю людей, которые ездят во всём чёрном в дождь. В чём прикол? Тут крутости нет никакой, тут нужно суметь выжить в потоке, а не о дизайне и имидже слияния с мотоциклом думать. Да и какой имидж, когда обычно у мотоциклистов дождевики из линейки самых дешёвых. Может, кто-то думает, что на ярком цвете видно грязь и он тускнеет со временем, спешу заверить, это не совсем так, даже если и так, то не критично, да и стирается он в машинке отлично. Двух раз за сезон вполне достаточно. Рекомендую раздельный дождевик — штаны и куртку. Лучше из дышащёго материала, он стоит немного дороже, но его можно использовать просто, как защиту от ветра в прохладную погоду, при этом ж@па не потеет, как в обычном целлофане. Так же настоятельно рекомендую дождевики на ботинки. Они появились у меня в этот сезон впервые, и я ощутил огромный комфорт и удобство и в дождь, и в холод, когда продувает низ ног и обувь. Если ими не пользоваться, обувь сохнет очень долго — 2-3 дня. Когда их не было, пользовался дедовским способом — пакетами. Но тут есть два огромных минуса. Во-первых, хватает их километров на 400, затем они распускаются по ниточкам, во-вторых, дабы избежать их потерю, необходимо заматывать их скотчем в верхней части, т.к. даже если их засунуть под дождевик, это поможет не надолго. Напомню, что речь идёт не о турерах, где вроде бы более или менее неплохая общая защита от осадков, а об обычных дорожных мотоциклах. Иногда я проезжал несильный дождь и, видя впереди прогалок, понимал, что он скоро окончится. В этом случае, чтобы не останавливаться, необходимо заранее обработать экип специальной влагоотталкивающей пропиткой. В Европе баллончик стоит 10 евро. Дождевики на руки вещь спорная. С одной стороны постоянно приходится ехать в холодных сырых перчатках, в отеле за ночь они не высыхают даже наполовину, сохнут только на руках при движении за несколько часов. С другой стороны тебе периодически нужны твои пальцы переключать кнопки, работать рычагами сцепления и тормоза, а их я нажимаю двумя пальцами, а они спрятаны в варежки. Да и не это больше беспокоит, а то, что в это время постоянно нужно работать силиконовым «дворником», находящемся на указательном пальце левой руки.

6. Здоровье, конечно, сами понимаете, нельзя ставить на последнее место. Я активно занимаюсь спортом и всё равно после месячного ежедневного массирования сидушкой точки Джи, только по прошествии трёх недель тренировок смог прийти в свою прежнюю форму, которая была до путешествия. Если испытываете определённые проблемы, то лекарства, мази или свечи лучше взять в России, дабы не испытывать определённого дискомфорта при их покупке у буржуев. Хотя тут есть и вторая сторона медали — там они гарантированно настоящие, а Россия на первом месте в мире по их подделке. Как заявил Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач, каждое второе лекарство у нас подделка.
Следите за тем, что Вы едите. Нам с Ольгой было проще, мы исключили из рациона мясо, но оставалась опасность отравления морепродуктами. Тут всё обошлось. Покупая еду в магазинах так же не забывайте, как и у нас смотреть на срок годности. Если этого не делаете, заведите себе эту очень полезную привычку. Не надейтесь, что в Евросоюзе за этим следят, там так же много чёрных, арабов, непонятных гастарбайтеров, которые работают в магазинах и доверять им занятие весьма сомнительное. И представляете, среди миллиардов упаковок с продуктами по всей Европе будет только одна, попавшая на прилавок по неосторожности, и именно она попадёт в Ваш рюкзак. И что? Всё! Путешествие, как минимум сорвано.

Часть 1. Выезд. Заполярье

Итак, пришло время отправиться в путешествие, которое было мной запланировано с 1 по 31 августа. Но перед этим мне предстояло заработать немного денежков, а происходит это у меня на Новозаполярном месторождении Ямало-Ненецкого Автономного Округа, что в 200 км от Нового Уренгоя в сторону п. Тазовск. Предстояло мне там пробыть аж два месяца. Выезд состоялся 28 мая около 9:00 утра. Показания одометра 6678 км. Езжу я туда уже не первый год и уже отработал схему — добираюсь до работы за два дня. Первый день еду до Нефтеюганска или Сургута 1200 км, ночую у друзей или родственников и на второй день где-то ближе к обеду, не спеша выдвигаюсь к финишу порядка 850 км. В этот раз всё было бы так же гладко, как и в предыдущие, если бы не одно но — в начале июня ещё бывают заморозки. При выезде из Омска погода была порядка 12 градусов, это идеальная температура для езды в максимальной экипировке. Подстёжку одевать не стал, думал, к обеду воздух прогреется. Но я ошибся, теплее не стало, а в Тюменской области температура вообще опустилась до стабильных 8 градусов, пришлось надеть подстёжку и кофту.

Доехал до Нефтеюганска вообще при 6 градусах. По дороге в сторону Екатеринбурга встретил двух немцев на 20-летних эндуро БМВ. Разговорились по-английски, Ричард и Харальд выехали из Мюнхена, доехали до Байкала и теперь ехали обратно. По завершении путешествия планировали накатать 20 тыс. км.

Отлично понимали, куда едут, поэтому взяли запасную резину с собой. Для меня эти цифры тогда звучали шокирующе. Проводил их до развилки, они пошли налево на Екатеринбург, а я направо на Ханты-Мансийск.

А самая жёсткая температура меня поджидала при выезде из Нефтеюганска. Должен был выехать утром 31 мая, чтобы 1 июня уже быть на работе, но погода была жестока — дожди и на ночь заморозок. Пришлось перенести на день и выехать 1 июня. Утром меня ждал сюрприз в виде +10С (!) Я понимаю, что этот отзыв будут читать и улыбаться мои коллеги северяне, которые дважды отваживались на

мотоциклах зимой покорить автозимники Салехарда в минус сорок, но таких отчаянных людей в России наберётся с десятка два, не больше, а для остальных дилетантов, как я, +1 с мокрым снегом и дождём на скорости выше 120 с минимальной ветрозащитой и без подогрева рук, зада и одежды — это ОООЧЕНЬ холодно! В Юганске я остановился у родственников, которые мне подогнали зимнюю спецодежду — куртку и ватники, которую Я надел поверх всей экипировки под дождевик. Я чувствовал себя в это время рыцарем в доспехах, потому что шевелиться во всём этом было проблематично.

Дорога мной уже накатана, глаза намозолены, поэтому ничего особо интересного и сколько-нибудь красивого не представляет, поэтому фотаться останавливался всего 2 раза. Если вкратце, то качество дороги заметно улучшилось по сравнению с прошлым годом. Особенно это заметно у Тюкалинска, Ишима и Абатска. Самая лучшая дорога на моём пути это Ханты-Мансийск — Сургут — Нефтеюганск и немного дальше на Север. Она и в народе из-за своего качества покрытия называется «пятиминутка», что в переводе «пять минут Америки». По ней спокойно поливаешь 200 долго и не оглядываясь. Самая плохая дорога между Тюменью и Хантами в р-не пос. Демьянка, состоящая из трёх участков примерно по 5-8 км, там скорость падает местами до 10 км/час. Хотя ехал на обратном пути в августе, там полным ходом шёл ремонт, и таких мест уже осталось совсем немного. Так же удручает бетонка — четырёхплитка от Губкинска до Коротчаево с небольшими промежутками асфальта в Тарко-Сале. Очень опасно по ней обгонять, особенно в дождь, когда бензобак своего мотоцикла приходится так сильно сжимать коленями при пересечении продольных стыков плиты, что кажется, там вот-вот появятся вмятины. Бензином везде заправлялся «Газпромнефть» примерно через 250-300 км, с ними на всём протяжении пути проблем нет, разве только иногда, когда совсем мучают сомнения, плеснёшь где-нибудь литра три, чтоб уж наверняка. Чем дальше на север, тем меньше легковых машин и больше тихоходного технологического транспорта. Аварии встречаются так же часто, как и на земле, в основном машины лежат по канавам, это и фуры, и легковые, и технология. Скорее всего водители либо засыпают, либо не справляются с управлением.

Всю дорогу шёл при температуре +4С с дождями и туманами разной интенсивности. В Нефтеюганске встречался с друзьями из местного клуба «Дорожные Акулы» Боцманом и Пулей, которые помогли подключить наспех поставленные противотуманки с Приоры. Как же они мне помогали в дороге, особенно на этом участке. Спасибо, парни. Дождь сопровождал меня весь день и закончился только у Коротчаево, выглянуло солнце, и температура поднялась до +6С,ещё лежал снег в ложбинах.

Впереди мне предстояла паромная переправа через реку Пур. Мне повезло, только позавчера прошёл лёд и день, как пустили аппарель, проезд по которой для мотоцикла стоил 500 руб. Оставались финишные 120 км пути. Заехал на территорию своего завода грязный, как чушка, коллеги удивились: «Ты где грязь нашёл? Неделю дождя не было!»

Работы было много, поэтому выкатывался на мотоцикле крайне редко, где-то раз, два в неделю, просто чтобы не растерять навыки. Сказать, что сослуживцы удивлялись — ничего не сказать. А когда кто-то из них слышал, куда я отправляюсь дальше, вообще, считали сумасшедшим. Хотя, я подозреваю, никто в это не верил. Сюда же в Уренгой в течение месяца пришли заказанные на Ебее задний кофр «Гиви», переднее стекло «Мра», тот самый злополучный сальник заднего редуктора, удлинитель крыла и ещё кое-какие приятные ништячки для путешествия.

Отработал я положенный срок, оставалось несколько дней до конца вахты, Я весь в предвкушении путешествия, и тут появляется директор, который делает предложение остаться ещё на пару недель. Строили мы на тот момент ответственный объект — мостовой переход в город Тарко-Сале. Поторговавшись, сошлись на 5 днях, и если до этого я планировал 1 августа быть на границе с Польшей, то теперь в этот день пришлось только стартовать с уже ставшего родным Севера.

Часть 2. Россея

Необъяснимо приятное ощущение ехать в полной выкладке, с полным баком, слушать приятную музыку сквозь пробивающиеся в шлем потоки ветра, а впереди ровная лента дороги и огромная неизведанность нового мира. Когда делаешь короткий привал, звук ветра меняется на абсолютно звенящую тишину, в которой отчётливо слышны потрескивание остывающего мотора и далёкий шум приближающейся машины. Впереди огромный мир, вдохновляющий на новые открытия и создающий новые испытания. Он привлекает нас, тех, кто не останавливается на достигнутом и стремится к новым победам, он позволяет добиваться большего, превосходя себя.

Первая остановка на пути — красивый молодой город Нефтеюганск, где я так же остановился у родственников, вернул тёплую одежду и посетил корешей «Дорожных акул», из которых Димон «Боцман» подогнал мне свой навигатор, купленный в путешествии по Европе в Португалии, которое он проделал на Фыжере 1300. Там же встретился с Игорем «Федералом», который на своём Фыжере так же намеревался прокатить по Европе, но северным направлением. Решили ехать вместе до европейской части России, дальше решим.

Не спеша выехали ближе к обеду, фигачили бодряково, разгоняя коников до 180 км/ч. Соляры кушали наши мопеды примерно одинаково, у обоих карданы, так что останавливались на заправки с одинаковым интервалом. Но был один нюанс — Игорь шёл слишком быстро и опасно, такого темпа я не выдерживал и регулярно отставал, хотя разница в возрасте у нас с этим дядькой примерно в 2 раза. На то была ещё одна причина — дороги у нас радуют своей непредсказуемостью, половина из которых находится вообще без дорожной разметки. Ехать потемну в таких условиях опасно со скоростью выше 120 км/ч. Дед зажигал не по-детски и, когда осталось до Тюмени 100 км, он ждал меня около получаса. Дальше совместно двигаться в таком темпе не имело большого смысла, и мы решили разъехаться до завтрашнего старта.

В Тюмени меня ждала моя спутница Оля, прибывшая на ж/д вокзал из Омска, готовая стать моей пассажиркой на всё время путешествия. Где-то на середине пути из Нефтеюганска до Тюмени появился какой-то посторонний шум в двигателе, и при подъезде к Тюмени появилось неприятное ощущение, что он усилился. В предчувствии окончания путешествия в этом славном сибирском городе я встретил попутчицу, разместились в гостинице и следующий день посвятили поиску соответствующего сервиса, где смогут продиагностировать двигатель.

Ничего кроме официалов Ямахи найти не удалось, пришлось воспользоваться их услугами. Вообще, к официалам в сибирском регионе чего бы то ни было движущегося импортного моё отношение, мягко сказать, не самое положительное, будь то мототехника, то спецтехника, то автомобили. Это касается и отношения к клиентам, и компетенции и, соответственно, качества обслуживания, и высоких цен. Сталкиваюсь с этим регулярно и лично, и по отзывам друзей. И моё недавнее приобретение нового Киа Спортейдж в очередной раз это подтвердило. Уже прилично покатавшись по свету, я могу сделать субъективный вывод, почему так происходит. Мне кажется, это, прежде всего, наш менталитет и, как следствие, низкое чувство ответственности. Короче, в сервисе ничего не обнаружили, взяли за диагностику 3000 руб. (приборы никакие не подключали, диагностикой в Сибири называется внешний осмотр мотоцикла и расходников).

Послушал заведённый мотоцикл новый в салоне — вроде так же гудит, послушал ещё один б/у, то же самое. Я растерялся, ну не было же у моего нового такого звука… или был, я просто не замечал… или не было… Короче, я потерялся в мыслях, воспоминаниях и ощущениях. Но всё-таки была от диагностики польза, установили, что пришёл в негодность воздушный фильтр и задние колодки, которых в наличии у них, само собой, не оказалось, а за замену моих они попросили 2000 руб.))) (это за 2 винта и 5 мин. работы). Замену произвёл, естественно, сам. Так потеряли мы один день, за который наши коллеги с Федералом уже были где-то в Удмуртии.

Наконец выезд из Тюмени, на календаре уже 4 августа, на одометре 10700 км. Дорога началась уже приличного качества, с регулярно встречающимися дорожными работами, коим я был очень рад, ведь это отличный повод показать автомобилистам преимущество нашего транспорта и дать себя разглядеть повнимательнее и что-нибудь спросить, что все делали с удовольствием.

По пути я завернул в придорожный мотомагазин, попросил недостающие мне ключи, за 10 минут поменял задние колодки и продолжил путь. Башкортостан прошли довольно быстро, была сложность только с сильным боковым ветром, который начался, по-моему, сразу за стелой Башкортостан и преследовал нас сильными порывами по всей этой республике. В Татарстане, двигаясь по трассе М7, проклял эту дорогу за её опасную колею. Маршрут мой дальше пролегал через посёлок Караидель, там, говорили, можно срезать неплохо маршрут до Казани, но есть один грунтовый отрезок. Так было и сделано.

Ехали бодряково, попался один грунтовый участок в несколько километров, очень пыльный, за фурами и ГАЗелями ехать нужно было с особым мастерством. Кусок этот закончился, и я облегчённо вздохнул, думая, что всё позади, но тут начался второй подобный отрезок, который прошли так же быстро.

Но самое интересное нас ожидало далее. Друг Серёга, который советовал мне этот маршрут, говорил, что грунтовки там километров 30. Но проехав два более-менее сносных пыльных участка мы вышли на третий, как оказалось впоследствии, заключительный. Но он был самым жестоким, дорога была из красной глины, перемешанной со щебнем. Проехав по нему километров пять, я вконец устал держать мотоцикл. Навстречу ползла Нива, я остановил её и то, что я услышал, меня повергло в шок — дорога эта тянется на 70 километров!

Я не поверил, мысли спутались, неужели я ошибся и где-то сбился с правильной дороги. Проверил навигатор, всё в порядке, едем правильно. Отступать некуда, движение только вперёд. Начали вылезать страхи, прежде всего думал, что проколю колеса об эти камни. Сложно было удерживать мотоцикл, и так как я был не один, боялся падения и сильной тряски. Кофры все пластиковые, казалось, вот-вот отлетят. Иногда приходилось ехать стоя, иногда стоя вдвоём, иногда стояла только Ольга. Периодически останавливались, чтобы передохнуть. Встречались места, где Ольге приходилось слезать и идти пешком, пока Я преодолевал крутой спуск. Скорость на этой дороге не

превышала 35 км/час. Иногда позволял себе разогнаться до 40, но тут же осекался. Так прошёл где-то час, потом стемнело, и ко всему ещё добавилась резкая усталость глаз и срывы в сон. После очередного клевка головой я решил тормознуться немного отдохнуть. А как отдохнуть вдвоём на мотоцикле? Правильно. Я сплю на мотоцикле, девушка стоит рядом, охраняет мой сон))). Иногда просыпался от шума машин, чтобы дотянуться до кнопки и включить габариты, обозначая себя. Интересно, что думали проезжающие мимо машины, видя нас.

Я понимал, что мы стоим где-то в диком лесу и в случае появления каких-либо четвероногих братьев, обороняться придётся только ножом, взятым с собой как наиболее эффективное из возможных легальное средство обороны в России и Европе. Такая езда продолжалась ещё пару часов, и наконец мы увидели впереди огни большого города.

Заехали в долгожданный Караидель глубокой ночью, улицы пустые, спросить о ближайшей гостинице не у кого, оказавшись где-то, как я понял, в центре данной местности, увидел несколько очагов скопления людей молодого возраста. Пригляделся, дошло — сегодня выходной, народ гуляет, и спрашивать у подобного контингента в подобном состоянии не особо жаждалось.

Проехав немного далее, увидел что-то блестящее светоотражающее вдалеке, инспектора ГИБДД, вот кто наверняка тут всё знает. Но не успел проявить инициативу, полосатый жезл сам не заставил себя ждать. От кучи народа я слышал про татарских злостных гаишников, но Волей Создателя мне попадаются постоянно положительные персонажи в моей книги жизни. Так вышло и на сей раз. Парни ошалели, увидев нас и узнав, откуда мы. Даже доки смотреть не стали. Очень быстро всё произошло, тут же якобы случайно проезжал хозяин единственной в этом посёлке гостиницы и, проследовав за ним с километр, мы уже ставим мотоцикл в гараж большого гостиного дома. Спасибо парням с этого ГАИшного экипажа, жаль, номера машины не запомнил.

Гостиница представляла собой большой деревянный дом, внутри которого находилось несколько гостевых комнат, холл, их соединяющий и общая кухня. Мы были одни, поэтому, заплатив за комнату 1600 руб., мы пользовались всем домом. Опять же, мы оплатили суточное проживание с возможностью пользоваться баней, хотя нам нужно было лишь переночевать и утром следующего дня двигаться далее. Но принято обычно оплачивать в России подобные заведения посуточно, зато взамен оставшегося времени и бани хозяин, а точнее сын хозяина дал в безвозмездное пользование свой Керхер и с удовольствием составил компанию, рассказывая о себе, о людях, о местности и жизни людей в этой местности.

Затраты на бензин Тюмень — Караидель составили 1367 руб. Честно, очень хотелось остаться ещё на денёк в этом красивом месте, но предвкушение импортных забугорных красот не позволило этого сделать, к тому же мы жёстко отстали от графика. На календаре 4 августа, а мы ещё даже до Москвы не добрались.

Выехали от гостиницы, навигатор проторил путь до Москвы через Казань, но радость от предвкушения дальней дороги прервалась ещё в посёлке загоревшейся лампой давления масла. Вот это дааааа… На доливку его нет, в Тюмени брать не стал, так как всё равно планировал менять его в Москве. Что делать? Пешком ходить по татарскому посёлку в поисках Мотюль 5100? Абсурд. Глушу тут же двигатель и спрашиваю у местных, где у них масла продаются. Вроде сориентировали. По-моему, это единственный там магазин, находится рядом с их местным рынком. Включаю зажигание, лампа погасла. Завожу мотор. Лампа не горит. Я на радостях аккуратно двигаюсь в магаз.

Там, конечно же, всё автомобильное и не самый широкий ассортимент. Продавцы толком не знают, с чем взаимозаменяемо моё масло, смотрят каталоги, интернет, ничего найти не могут. Звоню коллегам в Омск из «Клуба 45», там откровенно забивают болт на мою ситуацию, предлагая лить всё, что угодно. Да, не ожидал от парней. Методом тыка и путём соборной интуиции беру литр Кастрола 10W40 за 330 руб. Залил и снова ощутил счастье езды по трассе с полным баком, снаряжением, приятной музыкой и надёжной подругой!

В этот день пришлось снова нарушить планы, проехав меньше 500 км и остановившись за несколько десятков км от Казани в придорожной гостинице, которая обошлась нам всего в 400 руб. за ночь, 50 из которых были отданы за стоянку мотоцикла. Оставался крайний день до Москвы. И до сих пор нам не переставали удивляться люди, интересующиеся тем, куда мы едем. Из соображений безопасности, конечно, о моих намерениях никто из прохожих не знал, всем я говорил, что еду в Москву. И даже когда до неё оставалось меньше 700 км, люди продолжали удивляться.

В гостиницу приехали поздно, потому и выезд на следующий день состоялся не с самого утра, как планировалось, поэтому и в Москву в этот день попасть нам было, увы, не суждено, остановились за 100 км от неё в гостинице за 700 руб. Расходы на тот момент составили порядка 15500 руб. Рядом с ней через дорогу была стоянка, которая по совместительству оказалась штрафплощадкой трассового батальона, на которой тесно, практически навалом друг на друге разместилась куча мотоциклов и мопедов разных марок и производителей, кубатуры и состоянии. Каждый мотоциклист не может равнодушно смотреть на подобное зрелище.

Тут же стояли мотоциклы других путешественников, узнал, в каком номере они остановились, зашёл в гости поздороваться. Оказалась среди них одна девушка, прокатились они по России и уже ехали обратно. Тут же на стоянке стояла свежая тюненая Хаябуса с центральным и боковыми крепежами для кофров, хорошо положенная на левый бок. Пообщался с охранниками, рассказали, что парень ехал путешествовать из-за Урала куда-то в европейскую часть страны и недалеко от этого места поймал колею на повороте. Обидно, блин, и жалко парня. Но я осознал этот знак и понял, что Создатель хотел мне тем самым сказать и от чего уберечь. Блин, я ещё и с девушкой, если с ней что-то случится, я не переживу, и моя задача как мужчины её оберегать, брать на себя ответственность за неё, за её эмоциональное и физическое состояние. Я решил быть ещё внимательнее и аккуратнее на дороге.

На следующий день до Москвы тоже добраться не удалось, остановились на ночь в гостинице за 100 км до её границы. На одометре 12770км.

И вот, наконец, впереди замаячил финал первой части путешествия — столица нашей родины Москва, которая началась постепенно с мелких деревушек и городков с интересными провинциальными названиями. Не знаю, есть ли с этой стороны шоссе стела или нет, мы её не видели, но поняли, что приближаемся к городу по жутким пробкам и всё чаще появляющимся столичным номерам на машинах. Удивительно было и наличие мототехники таких производителей, которых за Уралом не бывает в силу отсутствия сервисов, представителей, специалистов по их обслуживанию и т. д., таких как Триумф, Харлей, Индиан, КТМ, Хускварна, Дукати, БМВ и т. п. У нас явно доминирует японский рынок.

В Москве мне нужно было обслужиться, проверить мот с дороги и поменять расходники. Там меня ждал мой давний приятель Димон, перебравшийся из Омска пару лет назад и занимающийся продажей мотоциклов из штатов в регионы. Решил время не тратить и прямиком ехать в ямаховский магазин, который я присмотрел ещё в прошлый раз посещения столицы год назад. Там я приобрёл всё, что нужно и двинул к Диме в гараж, где успешно всё сам заменил, протянул, смазал, короче, обслужил. И поехал к другу Алику, который любезно потеснился в своей однокомнатной квартире и принял нас в гости на две ночи, с которым мы с удовольствием гуляли по городу, посещая интересные места этого самого большого города в самой большой стране Мира.

А в Ямаховском магазине меня так же ждал сюрприз. Менеджер с умным видом посмотрел в каталоге и заявил, что у меня 5 литров масла в двигателе. Я взял пять литровых канистр Мотюль 7100 10W40 по 550 руб. Воздушный фильтр 1400 руб., масляный 639 руб. Впоследствии, когда я это обнаружил при замене масла, расстроился и искал возможность сдать обратно либо продать. Как же я благодарю Создателя за то, что Он не дал мне этого сделать. Воздушный фильтр был забит наглухо, и при его замене Я подумал, что проблема с расходом масла на этом решена, и уже не заглядывал в окошко и, проехав порядка 3000 км, в альпийских горах Швейцарии буквально на выезде из одного длинного туннеля и перед заездом в другой загорелась эта страшная лампочка. Так масла я тогда до уровня влил почти 800 мл.

В Москве нас ждали ещё разные приключения, встречи с друзьями, ночные покатушки, тусовка на смотровой площадке Воробьёвых гор и Старом Арбате, жестокие пробки, езда без правил и остановка мотопатрулём. Жаль только, что не успел попасть к своему интернет-тренеру Юрию Диогену. По Москве мне, вообще, кататься очень понравилось. Да и город этот мне нравится больше, чем, скажем, Питер. Езда тут происходит в своём ритме, далеко не самом спокойном. Преимущество проезда перекрёстка у синих мигалок, затем у дорогих машин, потом всех остальных. Пытался ездить по правилам, сразу же понял, дело абсурдное, неблагородное и опасное. Мешаюсь на дороге сразу всем, даже грузовикам в правом ряду. Особенно контраст чувствуется после размеренной Европы. Кстати, водители там вежливые и очень часто уступают, пропускают, двигаются и моргают аварийкой, благодаря за пропуски. Не могу сказать, что это моё субъективное мнение, по их дорогам я проездил 3 дня с утра до вечера, с хамством, как показывают по телевизору, не столкнулся даже близко. И ещё, на таких скоростях, с которыми они ездят, если ещё и хамить, то заканчиваться это будет сразу, не отходя от кассы.

После нескольких дней московских тусовок выезд. На календаре 08.08.2013 г. время 16:00 на одометре 12951 км. Следующим остановочным пунктом по плану должен был стать Брест, где я планировал пересечь границу с Польшей и направиться на Варшаву.

Дорога в этих краях после сибирских мне показалась изумительной. Прямое направление, ровный асфальт и разделительная полоса, что ещё нужно для счастья. Проезжая в этих местах, сердце замирало от осознания их исторического величия. Тут в годы Великой Отечественной войны шли те самые жаркие сражения, о которых мы, сибирские дети, читали только в книгах и смотрели на экранах телевизоров. О произошедших событиях ярко иллюстрируют многочисленные военные музеи, указатели на которые расположены на трассе. И названия городов будоражат — Орёл, Вязьма, Ельня, Витебск, Ржев, Смоленск, Дзержинск, Бобруйск, Минск, Брест, Варшава, Познань, Берлин. Мне не верилось, что Я проезжаю эти места. Только одно удручало в этот момент — яркое багровое закатное солнце вечерами начинало активно слепить, ухудшая видимость дороги. Оно и понятно, еду на запад.

За Смоленском была свободная граница с Белорусией, там быстро проверили документы и без задержек пропустили. Еду и улыбаюсь, я впервые в жизни за границей! Белоруссия очень радовала и погодой, и отличными автобанами, и людьми, и сервисом на заправках, и чистотой, и даже ценами на бензин. Там такие же Газпромовские заправки, только бензин дешевле на порядок. Я у операторов спрашивал, сами в недоумении. От вас, говорят, из России бенз к нам возят и все говорят, что у вас он дороже. Очень соблазняли указатели на Минск, но на него уже не было времени. Как оказалось, не зря, на обратном пути мы там отлично провели два дня своей жизни.

В голове была цель — Варшава. Но время неумолимо расставляло всё на свои места, возвращая с небес на землю, и любуясь ярким багровым закатным солнцем, я понимал, что к границе мы подъедем только ночью, что не позволило бы всецело впервые насладиться моментом пересечения границы в Евросоюз.

Уже, как стемнело, мы подъехали к придорожному отелю, он оказался очень хорошим и дорогим, мне казалось, я неловко смотрюсь в своей потёртой экипировке на фоне этого почти музейного убранства. У местных мы узнали, что неподалёку есть небольшая гостиница, куда мы и направились. Найти её было не просто, никаких указателей, вывесок, даже свет на улицах практически не горел. Сама гостиница нам понравилась, в ней нам выделили маленькую, но чистую и уютную комнатку, как всегда с двумя кроватями, встретили очень приветливо, утром напоили кофе и с удовольствием рассказывали о местной жизни.

Отдали мы за этот номер 600 рублей. Во дворе, где стоял мотоцикл, был песок. Я, казалось, аккуратно оттуда выруливал, но всё же не удержал и уронил. И понял, что один поднять его уже не смогу, пришлось просить помощи у прохожего. А место это называлось Дяржинск. Не понял только, то ли городок это был, то ли посёлок. За заправку до этого места из Москвы я отдал 124800 белорусских рублей или 480 наших. Выехали мы из него 09.08.13 г. на одометре 13812км.

Очередное прекрасное начало нового дня путешествия, я в мыслях уже еду по Варшаве, но тут осёкся, увидев рекламный плакат Брестской крепости. Как я мог про такое забыть? Быть в Бресте и не посетить эти сооружения — кощунство! Маршрут вновь меняется, и мы подъезжаем к этому великому месту.

Вокруг идёт стройка, реконструкция подъездных путей, но нам на двух колёсах нигде нет преград, и мы паркуемся у самых стен рядом с главным входом. Сразу же нас окружили местные ребята с предложением провести экскурсию по месту, мы отказались и пошли внутрь прикоснуться к этим монументам, этим геройским главам истории нашего тогда ещё великого Союза. На заправки от Дяржинска до Бреста у нас ушло 2088 руб.

Часть 3. Европа

Насладившись чистой Белоруссией, приятными людьми и завораживающими видами Брестской Крепости, мы подъезжали по Варшавскому шоссе к Еврозоне, которая начиналась с Польской границы, для преодоления которой нужно было пройти пограничный переход Брест — Тересполь. Границу такого плана я проходил впервые в жизни и знал о ней только из подобных статей и форумов. Как и ожидалось, в это время стояла большая очередь, которую я аккуратно объехал справой стороны и встал в начале. Белорусские офицеры, как и на границе с Россией быстро проверили все документы и пожелали счастливого пути. Я было обрадовался такой лёгкой победе, поднажал на газульку от радости, но через пару километров началось самое интересное — польская граница.

Стояла очередь в несколько раз длиннее белорусской. Я так же, как и во все прошлые разы, обрулил аккуратно пробку с правой стороны и встал перед накопителем. Это была крытая бетонная площадка на осмотр двух автомобилей, расположенных один за другим. Пограничники досматривали машины, водители оформляли документы. На каждую пару машин уходило минуты по три-четыре. Вот машины отъезжают, и образовывается какая-то пауза. Я думаю, что культурные водители ждут, пока Я проеду первым, и не трогаются. Ну, я тут завожусь и потихоньку подкатываюсь к первому накопителю. Подхожу к окошку, офицер в нём как-то неловко улыбается и говорит, что я что-то нарушил и что сейчас выйдет старший офицер. И буквально через пару секунд из дверей вываливается невысокий молодой дядька в зелёной форме и на ломаном русском начинает вопить: «У пана всё в порядке со зрением? Почему пан нарушает границу, указатели, знаки и светофор?» Я извиняюсь, говорю, что не заметил никакого светофора и вообще я впервые через границу еду. Он орёт: «Катитесь назад! В самый конец очереди!» Такого Я не ожидал. Мне было как-то не по себе от такого, и стыдно, и неловко, и обидно одновременно. Делать нечего, покрепче взялся за руль и покатил свой байк задним ходом за линию, с которой я стартанул. Посмотрел в конец очереди, и меня взяла такая тоска, что стоять в ней придётся ещё много часов. Присмотрелся и увидел этот предательский маленький светофор. У меня ступор. Ничего я в тот момент решать не стал, просто стоял и тупил, наблюдая, как проходят границу те, кого я так лихо опередил. Так погранцы прогнали три или четыре потока по 2 машины, и тот самый офицер так снисходительно посмотрел в мою сторону и, встретив мой взгляд, ободрительно махнул рукой, запуская в накопитель. Я снова оказался перед вторым окном, где сидел весёлый пограничник, который, как оказалось, тоже мотопутешественник, прохватывающий в свободное время по Европе на своём мощном «ПанАмерика». За пару минут проверили наши документы, поставили новые квадратные печати в паспорте и отправили с миром. Было это в 20:06 по московскому времени. На одометре 14144км. Вот это да, вот это ощущение свободы! Снова с лица не сходит улыбка, в голове переливаются звонким оркестром любимые мотивы, невероятное предчувствие новых приключений, встреч, открытий и доселе неведанных эмоций.

Польша

Первые впечатления эта постсоветская республика оставила очень хорошие, несмотря на пограничный инцидент. Хорошие дороги продолжали радовать, но местами они сильно сужались, проводя нас через их небольшие городишки. Тут я впервые увидел автономную систему освещения улиц, перекрёстков и пешеходных переходов, работающую от ветрогенераторов, рабочие лопасти которых располагались на самых верхних частях этих мачт освещения. Я пребывал в эйфории от происходящего и совсем забыл, как много читал об агрессии к русскоговорящим гражданам на этой территории. Об этом я подумал только на обратном пути. А сейчас мне попадались отличные приветливые люди и на заправках, и в кафе, и в гостинице. На заправке рядом со мной встал Фазер шестой, такой же, как мой второй мотоцикл. Я поболтал с его хозяином, как мог, он говорил только по-польски, но я понял, что мотаком он очень доволен.

Когда зашли в кафе, там не оказалось меню на русском языке, и барменша им тоже не владела. Странно, вроде проезжая трасса, тут белорусов толпами ездит, а у них ни на их, ни на нашем языке меню нет. Ну и тут я впервые начал исполнять мастерство жестикуляций, коим владел до этого блестяще и был непризнанным мастером спорта в игре Немая корова или у кого-то она называется Глухой крокодил, когда нужно загаданное слово показывать жестами. С моим «чистейшим» «лингвистическим» знанием английского и прочих иностранных языков я очень широко использовал этот метод изъяснений с местными в своём путешествии. И самое интересное, мы отлично понимали друг друга. Так вот, этой барменше я пояснил, что мы не едим мясо, хотим какой-нибудь гарнир с рыбой, салат и кофе. Морепродуктов никаких там почему-то не оказалось, салат и кофе мы выбрали без проблем, а с гарниром пришлось туго. Ну, совсем какой-то нечеловеческий язык, вообще непонятно на какой похож. И тут мы согласились на пироги с картошкой. Салаты, кофе и десерт мы сразу же приговорили, а пироги ждали минут 20. Я ещё удивлялся, неужели они сами их тут же лепят и пекут, и каково было наше удивление, когда нам принесли вареники! «Это пироги?» — спросил я. «ПирОги» — ответили мне. И тут я стал догадываться, пирОги с картошкой (ударение на О) у них, это наши вареники с картошкой! Во мы посмеялись от души. А если бы это был запечённый поросёнок? Или говяжья вырезка какая-нибудь))) Короче, сытые и довольные мы катимся дальше.

Под впечатлением от поездки у нас притупилось чувство голода и усталости, и под этим кайфом мы, наверное бы, ехали до утра, если бы не грозное сверкание молний где-то впереди, из-за которого нам пришлось свернуть в придорожный отель, очень большой, похожий на замок, но, несмотря на это, довольно дешёвый. Это был первый отель, в котором завтрак был включён в стоимость проживания. За него я отдал 1287 руб. Утром оказалось, что дождя не было, дорога сухая и сегодня можно отлично прохватить до Берлина.

Я вылил свой запас бензина 1,5 литра, взятый в дорогу на непредвиденный случай при поездке по России и собрался в путь. Выезд 10.06. в 11 утра, на одометре 14340 км.

Ещё в Белоруссии я проезжал участки платной дороги, но они были открыты, шлагбаумы на них были подняты. Ту же картину я наблюдал и в Польше, и после в Германии. Не знаю, с чем это связано, но мне очень понравилось ездить в таких условиях. На одной из заправок встретил мотопутешественников отца с сыном из Ирландии на БМВ.

Отъехав от Варшавы километров 50, проехав очередной такой участок, я увидел двух мотоциклистов сразу с правой стороны за шлагбаумами на обочине, ремонтирующих одного из своих коней. Я резко вывернул вправо, пересёк несколько сплошных и тормознул у парней. Одним из них оказался Денис на КТМ 990 Адвенчер, другой поляк на старенькой Хонде эндуро. Дэн ехал из Перми в Берлин к своей девушке, а поляк прохватил по Югу России, сгонял в Крым и возвращался домой. Не доехал до дома порядка сотни километров, у него порвалась цепь, которая при соединении получалась короткой, и нужно было подпилить немного задний маятник, чтобы её надеть. Как только он снял колесо, у него и остановился Денис. Понимая, что мотоцикл старый, поляк возил с собой полгаража запчастей, однако не взял пару запасных звеньев цепи, зато у него оказались пара напильников, которыми и звенели весело пацаны, шкрябая маятник с обеих сторон одновременно. Один напильник быстро сточился, и он пытался останавливать машины и никто, даже проезжающие мимо мотоциклисты не останавливались. Не то, что мы с Дэном, сам поляк был удивлён такому поведению своих земляков. Он когда нас благодарил, говорил, что напишет об этом в местной газете, что только двое коллег не бросили его в беде, и оба они оказались русскими. После ремонта мотоцикла, оттерев себя влажными салфетками мы попрощались с поляком, и теперь наш путь с Денисом лежал на Берлин.

Германия

Мотоциклы у нас были одного класса, поэтому ехать с ним было очень комфортно. Двигались не спеша, в среднем держали 130, оставалось время подурачиться, поснимать друг друга на камеру и протестировать мотоциклы друг друга.

До Берлина оставалось порядка 500 километров. У Дениса уже было всё спланировано, заказан номер в гостинице, забит адрес в навигаторе, и, если бы не задержка на дороге, он бы прибыл спокойно вечером, заселился и ещё выпил бы баварского пивка где-нибудь в местном пабе, но случилось то, что случилось, и он, во-первых, прибыл в первом часу ночи, во-вторых, не один. Пришлось нам еще найти этого клерка, заменить однокомнатный номер на двухкомнатный и сторговаться на завтрак. Благо он очень хорошо владел английским и умело торговался. Бизнесмен, что с него взять). За отель я отдал 40 Евро.

Утром мы встали пораньше, очень хотелось увидеть побольше и после завтрака я понял, всё! Я в Европе! Той самой, о которой так давно и долго мечтал, и, наконец, можно расслабиться, не торопиться, не участвовать в гонке со временем и получать истинное удовольствие от самого нахождения здесь и от каждого вдоха этого воздуха. Мы скоро расстались со своим новым попутчиком, пожелав друг другу счастливого пути и, как полагается Берлинским туристам, отправились прохватить по городу с заездом в местные достопримечательности. Первым делом, конечно же, в легендарное здание Рейхстага. Зрелище оказалось каким-то сомнительным. Радовало то, что на некоторых стенах здания снаружи остались следы от пуль и снарядов, и внутри остались некоторые надписи советских солдат. И на этом всё. Перед зданием огромное поле, на котором гуляют куча туристов, кто-то спит тут же на траве. Чтобы попасть внутрь, погулять под стеклянным куполом и увидеть эти надписи, нужно отстоять неимоверную очередь. Мы хотели найти какую-нибудь русскую группу, пройти с ней и русским гидом, но там были все, кроме русских, и мы не стали тратить на это время.

Прогулялись по центру, купили сувениров и поехали дальше. Катаясь по городу, видели ещё несколько туристических скоплений рядом с памятниками архитектуры, но заходить туда не хотелось. Мы зашли в здание ж/д вокзала, оно меня впечатлило своей прозрачностью и многоуровневостью. На улице перед вокзалом удивил вид брошенной припаркованной мототехники и раздавленных машинами велосипедов. Как я узнал позже, это те, которые берут напрокат, чтобы в том числе доехать до вокзала и паркуют их там, когда нужно уехать на поезде. А прокатные службы, видимо, не успевают их оттуда забрать. Вообще, Берлин был первым городом, который оставил о себе неприятные впечатления. Потом к нему добавятся французский Марсель и итальянский Милан, но о них позже. А Берлин — столичный мегаполис с кучей туристов, негров, арабов, каких-то цыган, кучей строек, перекрытыми дорогами, многие из которых в силу исторической ценности сохранены в брусчатом исполнении, пробками, мусором и смешанной непонятной архитектурой. Но всё же ещё один момент я оценил по достоинству, это система дорог для велосипедистов. Это отдельные проезды, со своими законами, знаками и светофорами, выделенные отдельным цветом, которые не часто пересекаются с пешеходными дорожками и проезжей частью.

Поймав WiFi в местной кафешке, я узнал, что в Берлине есть самый крупный мотомагазин «Луис» и, соответственно, наш путь сразу лёг туда. Однако по приезде пришлось разочароваться, было воскресенье, а этот день в Германии нерабочий практически у всех. С той же проблемой мы столкнулись позже во Франции. Так было обидно, тем более что в этой местности располагалось большое количество разных мотосалонов, в которые очень хотелось попасть. Но терять из-за этого день не хотелось, впереди нас ждал город Кассель, куда в гости меня пригласил мой старый деревенский друг и коллега — музыкант Лёха Исаев.

Вообще, у меня много и друзей и родственников живёт в Германии, и когда я обозначил им о своих намерениях прохватить по этой стране с ветерком, многие меня звали в гости, но, планируя маршрут, я понял, что на севере страны я смогу заехать только к Алексею, так как планировал на несколько дней погостить в семье двоюродного брата Володи и сестры Нади. После заправки полного бака мы покинули это город. На календаре 11.08.13 г., 18:04 по Москве. На одометре 15000 км. На навигаторе финишной точкой светился город Кассель.

Алексей на тот момент уже был женат, и у них был маленький сын Лион. До Касселя мы добрались, когда уже давно стемнело и, стоя у их дома, я не знал удобно ли сейчас постучаться в их дверь, хотя до этого он мне писал, чтобы приезжал в любое время. Дом был многоквартирным с несколькими подъездами, у меня был только номер дома, квартиры Я не знал. Чтобы не шуметь в ночной тиши и не беспокоить соседей, Я заглушил двигатель и прошёлся пешком вокруг домов. Убедившись, что мы стоим правильно, начал придумывать, как быть. Ни связи, ни интернета не было, роуминг стоил больших денег, порядка 100 рублей за минуту.

Мимо молча проходили парень с девушкой, но по лицам Я уже, видимо, научился различать своих от остальных и по-русски попросил нам помочь. Они действительно были нашими соотечественниками и показали, как это просто сделать. Дело в том, что в Германии на каждом подъезде дома есть звонки в каждую квартиру, на которых подписаны фамилии жильцов. Это мне очень помогало в дальнейшем.

Лёха встретил нас с широкой улыбкой, познакомил с супругой, которая постелила нам свежую мягкую постель, но перед сном мы немного поболтали. Я понял, почему прохожие оказались русскими и не удивились нашему появлению в этом месте, это был русский квартал, непризнанная резервация, которую местные считали опасной и обходили стороной. В любом крупном городе есть подобные места. И магазин, в котором трудился Лёха, был русским. Интересно, что он вегетарианец, а работает в мясном отделе. Как только хозяин уволил последнего продавца и взял его к себе, сразу почему-то исчезла недостача))) Утром мы познакомились и с мелким, поводились, обменялись подарками, я отвёз Лёху на работу в магазин, попал под хороший дождь на обратном пути, и мы стали собираться в путь. Друзья расстроились, хотели, чтобы мы погостили ещё немного. Ещё расстроились его старшие сёстры, Оля и Алла, живущие неподалёку со своими семьями, что мы так и не увиделись. Добрая русская душа, одним словом. Выезд 12.08.13 г. в 16:30 по московскому времени. На одометре 15429км.

Держим путь на юг к брату, в город Ренхен. Равнинные скучные пейзажи приятно сменяются холмистыми. Едем напрямую по автобанам, яркими указателями на которых красуются направления и расстояния до городов Ганновер, Дюссельдорф, Марбург, Франкфурт-на-майне, Нюрнберг, Штутгарт и Мюнхен. Конечно, было бы больше времени и денег, везде бы хотелось побывать. Чем дальше на юг, тем сильнее чувствуется разница в стилях вождения. Я с опытом заметил, чтобы не сжигать много бензина, но при этом быстро двигаться, оптимальную скорость движения я выбрал 150 км/час. При контрольных замерах в таком темпе расход в среднем выходил до 6 литров, а если разгоняться до 180, расход вырастает до 8 литров. И если при скорости 150 на севере Германии я ехал по крайней правой полосе, меня обгоняли даже грузовики, то на юге я себя чувствовал более комфортно, стабильно занимая крайнюю левую сторону. Европейская культура вождения чувствуется очень хорошо. Потоки идут ровно, стабильно, распределившись по полосам, если стоят в пробке, стоят все, никто не толкается, не играет в шахматы, не ездит по обочине, если пользуются крайним левым рядом, тут же перестраиваются вправо при виде сзади более быстрого транспортного средства.

Вообще, тему автобанов хотелось бы затронуть отдельно. Это целые комплексы искусственных сооружений, предназначенные для быстрого сообщения между крупными населёнными пунктами, на которых нет ни перекрёстков, ни светофоров, ни встречки, с разрешённой максимальной скоростью 130 км/час, а некоторые из них позволяют двигаться вообще без ограничения скорости. Автобан у меня стал ассоциироваться с тоннелем с функцией открытого неба. Зачастую во время движения по нему у тебя с обеих сторон стоят стены, и ты совершенно не видишь ни встречных машин, ни пейзажей. Только изредка они проглядываются на отдельных прогалках. Обычно автобан не является единственной дорогой, а только дублирует уже существующую бесплатную, ведущую по городкам и деревням, открывая поистине чудесные виды, которые дают полное представление о местности. Когда только начал ездить по автобанам, впечатлений после сибирских дорог была масса, но сейчас вдруг понял, что пересёк по ним всю страну с севера на юг и ничего вокруг толком не разглядел. Езда по автобану теперь казалось скучным и однообразным занятием, и я решил при возможности съезжать с них на обычные бесплатные дороги, ведущие через города.

Но всё же был ещё один момент, несомненно радовавший глаз, это разные интересные машины и то, что они перевозили. Ехало очень много кемперов, либо прицепных, либо встроенных в базу автомобиля, либо полностью автобусов. Проезжало много мотоциклистов, порой на неизвестных мне байках. А в прицепах к автомобилям что только ни перевозили, и мотоциклы разных марок, классов и годов от раритетных выставочных до современных сверхзвуковых, и квадрики, и выставочные экспонаты автомобилей, и лошадей, и разобранные самолёты и планеры в специальных длиннющих закрытых пластиковых обтекаемых прицепах и ещё много всего, что в России увидеть можно очень редко и то в европейской её части.

АЗС Германии удивили открытыми стендами с порнопродукцией, газетами, журналами, дисками и прочим. На дорогах встречались очень даже симпатичные девушки лёгкого поведения, одетые так, как любят одеваться наши девушки, еле прикрывая все свои прелести. Европейки так не одеваются, только проститутки. Так же удивило немалое количество публичных домов, где можно заплатить энную сумму денег и предаваться любому разврату с любой сотрудницей данного отделения (или филиала :)) в течение суток. Одно из крупнейших заведений такого плана «Паша» находится в Кёльне. Оно состоит из 12 этажей со 120-ю номерами и, соответственно, 120 работницами, по одной на номер. Вход стоит 5 Евро, час услуги порядка 150 Евро. Ежедневно его услугами пользуется до 1000 человек. Да, это был, пожалуй, единственный минус в поездке с попутчицей)))

Ещё непривычным было то, что на каждом углу стояли игровые автоматы — однорукие бандиты. Ещё в Германии бензин вечером стоит дороже, чем утром, а рядом с автобанами дороже, чем в деревнях. На севере Германии часто встречались огромные ветрогенераторы, у которых, казалось, одна лопасть высотой с многоэтажный дом.

По дороге пару раз принимался дождь, самый большой начался как раз на подъезде к городу. Навигатор очень точно нашёл коттедж брата, и мы въехали во двор. Как-то так оказалось, что и тут нам оказались несказанно рады, даже мокрым))) У брата Вовы тоже есть свой мотоцикл, ярко красный R1100RS, он не раз так же попадал под дождь, и дома у него всё предусмотрено для сушки экипировки. Брата, его жену Нелю и дочь Алёну я не видел уже лет 20. У них большой трёхэтажный дом на 2 семьи, большая ограда, сад, огород и 2 гаража на 3 машины и мотоцикл. Нам Вова выделил весь цокольный этаж площадью метров 200, если не больше. Это была полноценная автономная квартира с душем, сауной, кухней, несколькими комнатами, тренажёрным залом и винным погребом. Глядя на всё это, мне хотелось закончить на этом путешествие и остаться здесь жить. Брат занимался виноделием и так шикарно рассказывал про марки и сорта этого напитка в его бочках, что в этот день я впервые захотел поддаться соблазну и попробовать алкоголь за несколько лет своего полностью трезвого образа жизни, но сдержался, просто пригубил все сорта, оценив привкус и запах сего напитка.

В Германию Володя с Нелей и маленькой Алёной уехали ещё в начале лихих 90-х, когда «наша» элита разорвала Союз в клочья и в постсоветских странах началась новая странная демократическая жизнь. Вова был гордостью наших семей, он вырос в простой семье, и к своим вершинам его привели только его упорство и труд, и большое чувство ответственности за себя и свою семью. Он исполнил свою мечту детства и стал лётчиком. Летал на разных грузовых самолётах сначала по Союзу, потом работал в Северной Африке в Судане, хорошо зарабатывал, но после развала Союза остался не у дел и принял решение уйти тогда ещё с первой эмиграционной волной в Германию, куда впоследствии и помог перебраться семье своей младшей сестры. Равняясь на него, в лётное училище поступил и наш второй брат Серёга, который и ждал меня на Украине, но он стал военным лётчиком, летал на МИГ-29. А моя попытка поступить в лётное потерпела фиаско, Я не прошёл барокамеру. Поступал я тогда в Омске в АЛТУГу, лётно-техническое училище им. Ляпидевского на пилота вертолёта МИ-8. Может, оттуда непреодолимое желание летать я приземлил, и полёты теперь мои проходят низко и на двух колёсах. По приезде в Германию ему там никто не был рад и так широко не улыбался, как мне. Он планировал продолжить лётную карьеру, но для русского эмигранта тогда это оказалось близко к невозможному. Он очень переживал, нам простым смертным не понять, что значит у лётчика отнять небо, кто-то рассказывал, что он легче согласится, чтобы у него отняли ноги, но не возможность летать. И чтобы не сойти с ума и занять себя, он взял несколько гектаров виноградника и начал делать вино. Не то, чтобы это было очень прибыльно, просто, благодаря этому и поддержке семьи, он не опустился. Сейчас он занимается другим делом, неплохо зарабатывает, виноградник продал, оставил себе лишь небольшую часть для хобби.

У Вована мы гостили до следующего вечера, очень не хотелось уезжать, и 13.08.13 г. в 21:30 по Москве выехали в гости к нашей сестре Наде в соседний город Оберхофен, что примерно в 40 км от Ренхена. На одометре 15865 км. На этот участок дороги от Берлина я потратил 108,92 Евро (4684 руб.), сделав 5 заправок.

Что-то я увлёкся, по-моему, описанием своих друзей и родственников, постараюсь покороче. Надя с мужем Колей и тремя детьми живёт тоже в большом хорошем доме, нас и там здорово приняли, накормили, обогрели и уложили спать. На следующий день племянник уехал на работу, а мы с племянницами прогулялись по их маленькому уютному городку, весело проведя время, но понимая, что делу время, уже в 17:20 по Москве они провожали наш экипаж. На календаре 14 августа, на одометре 15890 км, впереди нас ждали новые приключения в Швейцарии.

Швейцария. Альпы

Следующий маршрут я проложил через Швейцарию в Женеву, однако альпийские красоты вынудили нас свернуть через Базель в сторону Цюриха. Как только мы выехали из Оберхофена, я понял, что вновь получаю удовольствие от автобана. Потом понял, что эта дорога очень отличается от той, что была на севере страны. Она не такая скоростная, зато без стен, что даёт возможность непрерывно любоваться холмистыми рельефами этого района, становящимися всё круче по мере приближения к Швейцарии. Величественно возвышающиеся альпийские горы было видно издалека, они сразу резко вырастали из почти ровных зелёных лугов, становясь всё больше похожими на плотную неказистую застройку небоскрёбов. Они с каждым километром становились всё ближе и выше, и порой казалось, до них можно дотянуться рукой, но лента дороги всё не кончалась, а солнце давно уже скрылось за горизонтом, и их мы проезжали уже в темноте.

Сил было ещё много, и я мог долго ещё ехать, но что-то мне подсказывало, что за этими чёрными пейзажами скрывается что-то необычное. Я начал кружить по этой местности в поисках ночлега. Увидел на обочине местного паренька, ковыряющегося со своим мотоциклом, кажется, Триумфом. Ну, я, конечно, не мог проехать мимо и остановился. Как оказалось, поломка была незначительной, я ему что-то помог, потом мы с ним немного поболтали о здешних местах, он объяснил, как найти дешёвый кемпинг, но это было в 50 км дальше в сторону Цюриха, а мне очень хотелось увидеть это место на рассвете, тогда он предложил план Б, показав, где тут самая недорогая гостиница. Эх, я-то думал, он нас домой к себе пригласит, но тут, видимо, так не принято))). Я нашёл этот отель под названием Eden, мы заселились, заплатив 94 Евро (4042 руб.), и так как было не совсем поздно, ещё немного прогулялись по этому райончику. Им оказался город Сисикон. И это уже была Швейцария. Я раньше и не мог себе представить, что чтобы попасть из одной страны в другую, не нужно даже пост милиции проезжать. Я не припомню никаких ни шлагбаумов, ни вывесок, ни знаков, информирующих о пересечении границы с этой страной.

Наступило утро, после стандартных утренних водных процедур и зарядки я выглянул в окно и то, что я увидел за ним, заставило меня замереть. Мне казалось, я на какое-то время перестал дышать. Из маленького окна комнатки нашего небольшого отельчика открылся невероятной, неописуемой красоты такой вид, что мне казалось, я либо сплю, либо это картина или какая-то фотография. Это были высокие отвесные белые скалы с небольшой ярко зелёной растительностью величественно поднимающиеся из насыщенной лазурной реки, и восходное яркое солнце выгодно освещало весь этот горный пейзаж. Такого раньше я не видел никогда. И уже после этого я бывал во многих красивых местах, но такого зрелища не встречал. Может, это от эффекта первого впечатления, не знаю. Всё больше катаясь по альпийской Швейцарии, я всё сильнее влюблялся в это место, считая его самым красивым в мире. Тогда я ещё не был в каньонах и на водопадах, которые впечатляли не меньше, и я понял, когда разбогатею, хочу жить именно здесь. И как приятно было осознать через пару лет, когда я оказался в Сочинской Красной Поляне и на Розе Хутор, что по красоте и качеству дорог они нисколько не уступают Альпам. Не зря в простонародье их назвали «Маленькой Швейцарией».

Выехали мы после хорошего завтрака в 10:00 по Москве. Одометр 16178 км. На заправку от германского Оберхофена я отдал 50,76 Евро. Обалденные виды сменяли друг друга, я не мог поверить в то, что вижу и в то, что дышу этим воздухом. Я ехал прямо по узкой извилистой дороге, ведущей через ущелье. Со всех сторон были горы, слева дорога вплотную проходила рядом с отвесной скальной стеной, а справа горы поднимались из гладкой, как зеркало воды, меняющей свой цвет с лазурно-синего до прозрачно-зелёного.

Я ехал по этой единственной дороге вперёд и уже не смотрел на навигатор, мне было плевать, куда он меня ведёт, я ехал туда, куда мне хотелось. Мы проезжали много тоннелей, на выезде из одного из которых и загорелась лампочка давления масла. Об этом я писал в самом начале. Эта вынужденная остановка взбодрила ещё больше и прибавила сил.

Через пару часов такой неспешной езды начали появляться развилки, и я остановился, пытаясь оглядеться и понять, куда мне хочется больше. Всматриваясь вдаль, на одной из вершин я увидел периодически вспыхивающие проблески чего-то отражающегося на солнце. Я не поверил, что это автомобили. Мне казалось, это настолько высоко, что машины просто физически не могли туда подняться, и я точно понял, куда мы теперь держим путь. Это был оооочень крутой и опасный серпантин со своими туннелями и небольшими водопадами, местами сужающийся до такой степени, что казалось, две легковые машины не смогут разъехаться в этом месте. Поднимаясь всё выше, мотор работал всё тяжелее, заставляя понижать передачи, в ушах закладывало, но виды завораживали всё сильнее. Иногда приходилось останавливаться в особенно живописных местах, чтобы перевести дух и сфотографироваться. Я смотрел вниз и сердце моё сжималось. Я видел очень далеко внизу крохотные машинки, и сознание отказывало принимать то, что мы буквально полчаса назад там проезжали.

В одном из таких мест мы наблюдали настоящих альпийских коров, пасущихся на крутых альпийских полях и дающих вместо молока настоящий альпийский шоколад:))) В попытке сделать очередной удачный кадр, мою попутчицу ударил током стоящий с краю вдоль обрыва проволочный забор. После нам рассказали, что это для безопасности коров, чтобы не было соблазна подходить близко к пропасти. Доехав до самой вершины этой горы, мы оказались на плато, на котором располагалось большое количество заведений, где можно было купить сувениры, посидеть, принять пищу, выпить, покурить и подумать о бытии и выпавшей на твою долю нелёгкой ноше и тяжёлой жизни;) Ну или о чём-нибудь другом:)

Место это называлось Клаузен Пасс — высокогорный перевал 1952 м над уровнем моря, соединяющий кантоны Гларус и Ури. Дорога на перевал начинается в городке Альтдорфе, проходит через долину Шэхен, поднимается до верхней точки, где мы находились, и спускается в долину Урнербоден, через которую мы и продолжили путь в сторону Италии, оставляя позади эти захватывающие виды, которыми хотелось наслаждаться вечно, откуда не хотелось уезжать и где хотелось остаться жить.

Продвигаясь всё дальше вглубь центральной Европы, я понял, что совершенно не хочу смотреть на города и туристические места. Мне хотелось покоя и единения с природой. Меня притягивали горы и впоследствии море, и я хотел бОльшую часть путешествия посвятить именно им, а не каменным джунглям.

До Италии оставалось несколько сотен километров, но всё время поездки мне не давало покоя ощущение, что Я нарушаю местный закон о поездке по автобанам, за право пользования которыми необходимо заплатить единовременную пошлину на весь год, в подтверждение о чём нужно разместить специальный стикер, так называемую виндетку на правой стороне лобового стекла своего транспортного средства, деньги за который и идут как дорожный налог и можно пользоваться весь год любыми дорогами. Если на стекле не будет наклейки, рискуешь попасться на камеры и быть остановлен патрулём. И за это накатают большой штраф. Обидно было отдавать 21 швейцарский франк (748 руб.) за то, чтобы поездить один день по этой стране, но законопослушность взяла верх, и на моём мотоцикле появилась, пожалуй, самая дорогая наклейка в мире :).

Швейцария много чем удивляла. Тут встречалось большое количество дорогих брендовых спортивных машин, раритетных кабриолетов и эксклюзивных авто ручной сборки, на которых в основном ездили седовласые пожилые мужчины. Мне их образ напоминал Аль Пачино. На берегах озёр встречались как шикарнейшие особняки, так и дачные домики. Приятно удивило качество бензина. На АЗС такой же сервис, как везде в Европе, но в одном из туалетов я был приятно удивлён наличию специальной вешалки для мотошлема. Это казалось таким лаконичным, логичным и естественным явлением, что казалось нелогичным их отсутствие на остальных АЗС.

Италия

Про Италию мне рассказывали, что там можно разориться на одних только платных дорогах, да и побережья Франции, Испании и Португалии гораздо красивее, поэтому Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь и остров Сицилия решил оставить на следующее путешествие, ограничившись Миланом и Генуей. Дорога из Цюриха в Милан была, конечно, красивой, окружённой горами и озёрами. Граница в Италию нас встретила соответствующим указателем перед тоннелем. Получается, где-то в его середина под горой мы её и пересекли. Уже стемнело, и позже я узнал, что этот тоннель закрывается на ночь, но мы успели проскочить.

До Милана мы добрались поздно, навигатор привёл нас в самый центр к самому Миланскому собору.

Покружившись по центру, мы нашли место для парковки, как обычно взяли с собой ручную кладь с ценными вещами, накрыли мотоцикл чехлом, дабы не привлекал внимание и пошли гулять по площади.

Там была куча туристов и соответственно тех, которые жаждут на них наживиться, особенно много среди подобного контингента было негров. Да, ещё свежие впечатления от Альп не позволяли получить хоть какое-нибудь удовольствие от увиденного, хотелось подняться в горы или уединиться в лесу, но рациональное зерно говорило — Роман одумайся, ты же в Милане, модной столице Мира, ляг поспи и погуляй завтра днём!

Ну и я не стал сопротивляться голосу разума и стал искать гостиницу. Объехал несколько в центре, мне и цены не понравились, и мот было припарковать негде. Ещё пацаны перед поездкой говорили, в Италии быть осторожным с ним, дырчики там вроде не трогают, а твой на руках унесут. В итоге нашёл гостиницу на окраине города с большой парадной, через двери которой мотоцикл отлично закатился во дворик. Ещё гостиница порадовала своим лифтом. Он был очень узким, так что вдвоём с Ольгой мы уже не могли взять с собой кофры, за ними пришлось спускаться отдельно, две двери по обеим сторонам кабины были со стеклянными окнами, закрывающимися и открывающимися вручную, что-то похожее Я видел только в советских фильмах. За отель Я заплатил 48 Евро.

В номере мы проспали до 12 дня и проснулись от стука в дверь, ломанный русский голос напомнил, что время вышло и нужно освободить помещение. Да, так принято в Европе, приезжаешь ночью, платишь за сутки, а они считаются с 12 дня до 12 следующего дня.

Был отличный солнечный тёплый денёк, и мы поехали кататься по городу. Дороги в Милане мне не понравились ещё вечером, очень много брусчатки, при тряске на которых переживаешь за пластиковые крепления на кофрах и личинки замков, которые раскручиваются от вибрации и которые периодически нужно подтягивать.

Ещё у них очень странная современная архитектура, это или полностью стеклянные витражи, или очень массивный серый бетон с непонятными округлыми силуэтами и маленькими окнами различной формы, создающими очень тяжёлое ощущение.

Отдельно хочется выделить образ итальянского мужчины. Некоторые из них до сих пор выглядят, как мафиози пятидесятых, в коротких рубашках, жилетках, узких галстуках, шляпах, с зализанными назад пышными волосами. В городе мы прогулялись по центральным улочкам, зашли в дорогущие бутики, пощупали настоящую итальянскую одежду всемирно известных кутюрье. Я понял, чем отличается дорогая обувь от той, которую ношу я, купили там себе немного шмоток, посидели в ресторане, вкусили настоящей итальянской пиццы и пасты,

отполировали это всё лобстерами, прогулялись по местным памятникам, замку Сфорца, купили сувениров и наклейки флагов тех стран, в которых мы уже побывали, которые с этого момента я решил размещать на кофрах мотоцикла. И много чего сделали ещё, но это не успокоило моё сознание. Я, как и прежде, горел желанием поскорее покинуть этот город и ехать в более настоящие, местные, безлюдные и нетуристические места. Выезд состоялся в 18:30 вечера по московскому времени. На календаре 16 августа, на одометре 16600 км.

Следующей точкой, забитой в навигатор, была Ницца, до которой Я планировал доехать по побережью Средиземного моря через Геную. Я уже прекрасно ориентировался в дорогах и отключал платные автобаны, выбирая альтернативные пути, позволяющие сполна прочувствовать красоты этих мест. Проезжая Геную мы заправились на 22 Евро и двинулись дальше. Это был самый дорогой бензин за всё наше путешествие, стоивший 1,98 Евро. Не было никакого желания в ней останавливаться, впереди было самое главное, из-за чего и была вся поездка — Средиземное море, которое из-за темноты мы уже не видели, но понимали, что оно теперь очень долго будет сопровождать наш путь с левой стороны. Ещё изменилась растительность, в которую лаконично вписывались пальмы, которые крайний раз я видел в детстве в Артеке в 98-м году.

Следуя вдоль Ривьеры, за городом Варацце меня снова неутомимо тянуло в горы. Где-то вверху на вершинах этих гор виднелись множество огней, и я свернул с прибрежного шоссе и в очередной раз начал своё мотовосхождение. Горная дорога была без освещения, разметки и машин, и, поднимаясь всё выше, я понимал, что ночная жизнь кипит только на побережье, а тут всё тихо и по-своему размеренно. Мне очень захотелось лечь спать прямо в этих местах, прямо в лесу, тем более мы везли с собой спальники, которыми так ни разу и не воспользовались. Найдя подходящее место, мы устроились на ночлег. Утром нам как раз пришлась кстати многочисленная еда, захватываемая каждый раз с собой с фуршетных завтраков отелей. Место это было близ городка Воз (Voze). Выехали мы оттуда 17 августа в 9:20. Одометр 16844 км.

Франция

Очень долго можно описывать красоту горного побережья. Навигатор я уже не включал, больше не было никаких планов, хотелось просто наслаждаться этой красотой. Так мы пересекли указатель с надписью Монако и, немного поднявшись по серпантину, остановились на обочине, чтобы запомнить и запечатлеть эту красоту.

Далее мы проезжали знаменитые Канны, Ниццу, о которых можно писать целые книги, и подъезжали к крупнейшему портовому городу Франции Марселю.

Снова Я ехал до победного, пока на начал уставать и срываться в сон. Мы уже знали, что самое доступное и дешёвое жильё, это кемпинги. По пути мы нашли один, подъехали к нему, но там оказалось пусто. Только старая надпись на воротах и несколько трофейных вагон-домов напоминали о нём. Следующий по карте был в примерно в 50 километрах в сторону, пришлось ехать туда, хотя крепился и боролся со сном изо всех сил. Эта дорога мне напомнила татарский Караидель, где приходилось останавливаться для короткого сна.

Но проехав пару километров, я заметил слева, поодаль от дороги временный вагон-городок, состоящий в основном из кемперов. Мы заехали туда, было темно, горели только несколько лампочек. Было как-то грязновато, стояло много старых нежилых прицепов, некоторые были без колёс. Я пошёл на голос в большую шатровую, очень похожую на военную, палатку. Там сидели люди, как мне показалось, семья. Самый взрослый дядька, высокий и худой вышел ко мне. Я заговорил с ним по-английски, но он меня не понимал, он говорил на чистом французском. Мне было очень сложно объяснить, что нам нужно и, выйдя на улицу, он увидел мотоцикл и всё понял. Сказал, что у них полно спальных мест, но нет постельного белья. Это меня обрадовало, у нас были спальники, и я прикинул, как можно сэкономить, ведь, скорее всего за такие условия они не возьмут много денег.

А условия действительно оказались спартанскими. Он проводил нас до вагончика, у которого были колёса, но не было дверей. На вопрос, сколько мы должны, он покачал отрицательно головой. Я понял, что это не прокатный кемпинг, а просто частная собственность, где живут люди. Тогда уже у меня начинались подозрения, но опасность я начал чувствовать позже. Я загнал мотоцикл между вагонов, передом в сторону выхода, чтобы удобнее было выезжать. Все ценные вещи спрятали в вагоне, дверь забаррикадировали, нож положил в удобное место и старался уснуть. Сон не шёл. Ночью послышался приближающийся шум двигателя, Я выглянул в окно и увидел старенький серый Ниссан Террано, подъехавший вплотную к нашему вагону и загородивший выезд мотоциклу. Я поднапрягся. Из машины вышли двое парней, постояли, поболтали и ушли в сторону шатра. Пути к отступлению отрезаны, оставалось ждать утра. Вообще, люди в этом городке вели себя странно, всю ночь гудели, видимо, что-то отмечая, орали в полный голос, как будто никто вообще не спал. Но тогда я не мог себе даже представить, где мы находились.

Утро началось с шума, в наш забаррикадированный вагон кто-то ломился. Я поднялся, разобрал завал, снял дверь и обомлел. Подтвердились мои самые худшие опасения, передо мной стояла взрослая тучная цыганка.

О цыганах той местности я слышал много легенд, что они живут похлеще наших, так же, не гнушаясь любыми не самыми легальными источниками дохода. Что с ними нужно держать ухо востро, особенно в туристических местах. Ещё брат Вова мне рассказывал, что они кочуют в своих городках на колёсах из города в город, официально занимаясь развлечениями, например, возят с собой цирк. Останавливаются рядом с каким-нибудь крупным городом, разбивают лагерь, и барон едет договариваться с властями этого города о том, как они будут взаимодействовать друг с другом. Эти районы потом разрастаются их многочисленными племенами, образуя целые резервации, очень неблагополучные в криминальном плане. То же самое пишут в разных статьях, отзывах и форумах различные туристы, отдыхавшие в тех краях. В 2015 году в Муаране вообще пытались совершить переворот, разгромив терминал платной дороги, совершив поджоги автомобилей и пытаясь взять мэрию города. И вот, зная всё это, я сейчас находился в ловушке в эпицентре их осиного логова, зажатый со всех сторон где-то за городом.

Цыганка вела себя агрессивно, давая понять, что она тут главная и недоумевая, кто мы и откуда тут взялись. Я ей пытался пояснить, что у нас нет денег на отели, что сюда нас пригласил высокий седой мужик и разрешил нам остаться на ночь. Она сказала, что никаких мужиков с подобным описанием она не знает, попросила сохранять спокойствие и всем оставаться на местах. Точнее, потребовала и удалилась всё в ту же сторону шатра. Вернулась она минут через 10, мы за это время успели собрать вещи и упаковать мотоцикл, прикидывая пути спасения. Она почему-то широко улыбалась, неся в руках две чашки кофе. Предложив нам угоститься, она извинилась, что произошло недоразумение, что приняла нас за воров:) Это нас-то!? Я понял, это подвох и кофе со снотворным, захотели усыпить нас и обобрать наши бренные тела. Она попрощалась и ушла, и больше мы её не видели.

Я к кофе отношусь равнодушно, а Оля его очень уважает, и я решил, чего добру пропадать, может, он действительно не отравленный, а если и да, то уснёт только моя попутчица, а я поди отобьюсь от супостатов! После выпитых ей стаканов напитка прошло больше 10 минут, и ничего не происходило. Было странно. Я пошёл в шатёр узнать, в чём дело. Я был возмущён, что уже скоро полдень, а мы до сих пор живы и не ограблены. Там я встретил парней, закрывших мне выезд на Ниссане. Пообщавшись немного, я узнал, что седой дядька уехал на работу, что мы их гости и что денег они с нас не возьмут. На вопрос, где здесь туалет, он обвёл пальцем вокруг и сказал: «Везде». Мы оставили мотоцикл и пошли прогуляться до ветру. Лес, в котором стоял цыганский кемпинг был довольно живописный, с холмами и чистой горной речкой, но порядком засранный. Там была настоящая свалка всякого рода отходов жизнедеятельности этих жителей. Вернувшись, мы обнаружили этих парней у нашего мотоцикла.

Мы весело пообщались, они рассказали, что у них аттракционы, они вывозят их по выходным в город, очень удивились, когда узнали откуда мы, отогнали машину, сказав, что просто это её парковочное место, подарили нам старые французские монеты и две полторашки воды. А хочу сказать, что питьевая вода в Европе стоит дороже бензина, 0,5 литра продаётся на улице за 1 евро. Я в свою очередь им подарил наши рубли всех номиналов от 10 копеек до 10 рублей. Мы сфотографировались на память, и они нас дружно проводили, предложив заехать на обратном пути. Вот это было захватывающее начало дня. На одометре 17205 км. На навигаторе Марсель.

В Марсель мы приехали быстро, ещё до полудня. Моя задняя покрышка с каждой пройденной сотней всё сильнее напоминало квадратное голое колено, и вопрос по её замене стоял особенно остро. Но по такому странному совпадению в этот день снова была суббота, и целый квартал мотомагазинов был закрыт. Мы покружились по городу, заехали в порт, побродили по центру, отведали французской кухни и поняли, это самый плохой город из всех увиденных нами до сих пор. И кажущиеся ранее таковыми ни Берлин, ни Милан до него далеко не дотягивали. Он был грязным, у воды воняло болотиной, хлеще чем в Питере, на узких разноуровневых улочках с плохим асфальтом пахло мочой, какие-то непонятные грязные дети игрались прямо посреди тротуара, расстелив на нём покрывало. Вокруг было много чёрных. Местные магазинчики и лавки продавали голимый китайский ширпотреб.

К тому моменту я долгое время ехал в футболках, и мне нужна была защитная мазь от солнца или солнцезащитный крем, но даже такая необходимость не могла заставить меня купить его в этом месте. Бросались в глаза очень много автомобилей с царапинами, вмятинами и поголовно поколотыми бамперами, замотанными скотчем. Это особенность парковок здешних мест, когда можно при необходимости подтолкнуть машину бампером, оставляя при этом её с неполным натягом ручника, чтобы могли подтолкнуть тебя. Сами французы говорят Марсель — не Франция. Бензин АИ-98 «Супер» в Марселе стоил 1,56 Евро.

Странной особенностью автомобилей европейских в целом и французских в частности является то, что многие из них дымят. Даже без нагрузки, просто едет по автобану свежая Ауди и коптит из выхлопухи. Для России это зрелище весьма странное, у нас бы это ярко говорило об износе двигателя.

Ещё хотелось бы остановиться на самих французах. Много кто рассказывал, и много где я читал, что эта нация ярые националисты и, мягко говоря, недолюбливают ни туристов, ни просто представителей других стран. Но по стечению каких-то обстоятельств нам попадались только положительные персонажи и на цыганах всё не закончилось. На некоторых заправках автоматического обслуживания у меня не читались никакие мои карты, и на одной из таких заправок к нам подошёл француз и минут 5 пытался помочь, но когда и у него ничего не получилось, сказал, что через пару километров будет АЗС TONTAL, там должно всё прочитаться. Так и вышло. Заправившись на Тотале, Я решил обмыть свой мотоцикл, на мойке самообслуживания, расположенной тут же. Такое в Европе встречается повсеместно, подобные мойки, как правило, стоят на крупных АЗС. Мойка так же не прочитала мою карту, оператор АЗС так же помочь ничем не смог, сказав, что терминал сломан и можно помыться только за наличные, это стоило 3 Евро. У меня в кармане едва набиралось полтора. А наличные деньги были спрятаны, как НЗ глубоко на дне кофра и доставать их оттуда было затруднительно. Это было обидно, ведь я перед мойкой для удобства раскидал все кофры. Это всё видела молодая пара французов, которые так же заехали на мойку, они достали мелочь и закинули в автомат, пожелав нам удачи в нашем путешествии. С этого момента моё отношение к французам изменилось.

Испания

Ехали мы из Марселя быстро и не оглядываясь, и следующую ночь провели уже в Испании. Это был кемпинг в небольшом прибрежном городке Жерона, в котором пришлось остановиться из-за проигрыша в очередной борьбе со сном. До Барселоны оставались считанные километры, но сон брал своё. Я уже останавливался и прямо на тротуаре засыпал. Тут было очень чисто, асфальт оставался ещё тёплым после жаркого дня, и залипать на нём было очень комфортно.

Проезжая мимо кемпинга мы решили не дёргать судьбу за яйца и спокойно заночевать перед решающем броском до финишной точки нашего путешествия Барселоны.

Нас поселили в маленький двухместный домик без постельного белья. Это было уже привычно и казалось нормой, главное помыться, на что ещё были силы. Этот кемпинг нам стоил 50 Евро. Проходя ночью по территории, я увидел два мотоцикла с питерскими номерами. Утром я огляделся вокруг, это было очень красивое место в живописном парке. Домики стояли несколькими линиями, образуя ровные полосы по периметру территории, внутри которой располагались общие на всех душевые, туалеты, кафе и магазины. Тут же стояли автокемперы и палатки. Рядом были несколько бассейнов для детей и взрослых.

Мне очень хотелось познакомиться с байкерами из культурной столицы. Подойдя к месту, где стояла палатка, я обнаружил пустую поляну. Расстроившись, пошёл обратно, но вдали заметил их мотоциклы. Мы, конечно, очень друг другу удивились. Ими оказались девушка Екатерина и парень Родион. Оба они работают в МЧС, причём в таком подразделении, которое спасает и под водой и в воздухе. Катюха ещё и инструктор по парашютному спорту, и аквалангист, и ещё куча всяких регалий. Они, как и следовало ожидать от питерцев, перебрались на пароме в Финляндию и пошли северным путём, как я планировал изначально. Дошли до Португалии и уже держали путь домой. Вообще, молодцы, очень рад за них и вообще за то, что судьба подкидывает подобные встречи с такими людьми. До сих пор с ними держим связь, они всё в гости зовут.

После стандартных утренних процедур мы поплавали в бассейне и направились в Барселону, до границы с которой было несколько десятков километров. На календаре было уже 19 августа, времени не хватало катастрофически. Раньше хотелось побывать в Мадриде, но Боцман из Нефтеюганска отговорил, сказав, что и смотреть там особо нечего, и дорога дотуда пустынная и скучная, и жара невыносимая, что даже на скорости у его Фыжера срабатывал вентилятор. Я уже не тешил себя надеждой увидеть в этот раз португальский Лиссабон, мне бы добраться до испанской Валенсии и Аликанте Коста-Бланки, которые очень многие рекомендовали посетить. У меня оставалось 3 дня до обратной поездки, и мы решили остановиться, насладиться сполна Барселоной.

На бензин от Марселя до Барселоны ушло 63 Евро. Тут он стоил от 1,39 до 1,46 Евро. За эти трое суток мне показалось, мы объехали, обошли и облазили всё, что только могли, все музеи, парки, памятники и соборы, ночевали в кемпингах и на пляже, на берегу Средиземного моря. Это тоже оставило незабываемые впечатления, засыпая и просыпаясь под открытым небом под шум прибоя. Не знаю, законно ли это, но это было легко, приятно и абсолютно безопасно. Попробуй заедь на российский пляж на мотоцикле где-нибудь в наших сибирских широтах. Это будет борьба за выживание, а не отдых. Тут же всё было иначе. И если бы не необходимость в гигиенических процедурах, так бы и жили на пляже эти 3 дня.

Периодически на наш пляж наведывались полицейские на квадрацикле типа Сайд бай сайд, когда пилот с пассажиром сидят рядом, как в автомобиле. Вообще, полиция в Европе на чём только не ездит — на машинах, мотоциклах, мопедах, квадриках, лошадях, электрогольфкарах, и даже на мини сигвеях. Форма летняя, обычно рубашки с коротким рукавом, а однажды попался полицейский в шортах.

Проезжая по одной из улиц, я увидел большой ангар «Мишлен», зайдя в который я обнаружил широчайший выбор колёс моего размера, во что я не сразу поверил. Выбрал себе оптимальную резину для моего смешанного цикла езды Michlein Anakee-2 m/c TL/TT 11309 руб. за пару + замена 2580 руб. и был невероятно доволен тем, что эта проблема наконец меня покинула.

Да, Испания влюбляла в себя, и с каждым прожитым тут днём нравилась всё больше. Гуляя ночью, мы очень много слышали русской речи, но горький опыт соотечественников за границей показал, что их нужно сторониться. Поведение из ряда вон, как будто из аулов понаехали. Впоследствии, часто летая за границу, я всегда с болью наблюдал всё те же картины и порой стыдно говорить, что Я — Русский. Зла не хватает. Спасибо вам, быдло-земляки. Ужритесь вы уже, наконец, своей водкой и разбулыженным бесплатным коньяком в Олл инклюзив, и сдохните быстрее, очистите генофонд нашей великой Родины.

Обратная дорога

На календаре 22 августа, время 13:00 по Москве, на одометре 18270 км. Мы прощаемся с Барселоной и планируем путь на север во Францию, город Лион. Вбиваю его в навигатор, и мы катимся. Со временем я понимаю, что мы удаляемся вглубь страны, а по карте я отчётливо понимал, что какое-то время должны ехать обратно вдоль побережья. Я останавливаюсь и проверяю навигатор, всё верно, он ведёт нас в LION, расположенный в центральной Испании. Я ругаюсь на себя, понимая, что эти 70 км мы не будем возвращаться. Нахожу на карте LEON Франция и еду себе спокойно, но шестым чувством я понимал, что что-то снова пошло не так, особенно когда пошла дорога без разметки через горы. Ещё раз беру навигатор и всё подробно изучаю. Как же долго Я крыл себя матом за свою расхлябанность, когда понял, что он снова ведёт нас не в тот Лион. Тот Лион, куда нам было нужно, назывался LYON!!! Но мы уже были глубоко в горах Уэски, преодолев которые остановились у самой границы с Францией в местечке Монте Пано. Утром двинулись дальше на север и, преодолев за день 502 км, остановились в местечке Laissac, где переночевали в гостинице в горах за 55 Евро. На топливо от Барселоны до этого места ушло 141,8 Евро. Проезжая по горным дорогам вдали от моря, мы часто видели развалины старинных замков и поселений. Зрелище это немало завораживало, но проехать до них можно было по каким-то ненакатанным горным тропам, и мы не стали рисковать. Затем мы за день преодолели порядка 900 км и были дома у брата в Ренхене. Обратно мы уже не думали о красотах и валили по платным прямым дорогам, останавливаясь только для заправки, изредка для фотографий. На платную дорогу на этом участке ушло 33,6 Евро. Интересное ощущение было от того, что заходя на заправку, я забывал, в какой стране мы находимся и как на их языке нужно здороваться и мешкая, зачастую, как бы извиняясь, произносил что-то вроде нашего «здрасссьте».

В Ренхене у Вовы мы остались на пару дней, в первый из которых шёл дождь, и он дал мне своего Галопера, чтобы я съездил в соседний городок к сестре. Езда на машине после 12 тысяч км на мотоцикле занятие, скажем так, удивительное и непривычное. Кажется, что ты находишься в большом аквариуме, куда-то движешься, не осознавая, что всем этим управляешь именно ты, не чувствуешь вибрации в руках и на ж@пе, не слышишь гула ветра, не чувствуешь силы его потока и не ощущаешь обратной связи с техникой. За этот подгон я сделал брату приятное, заправив его на 40 Евро. Погостив у Нади вечер, поделившись впечатлениями, мы вернулись к брату. На следующий день была отличная погода, Вова взял выходной и сделал предложение, от которого я не смог отказаться — прокатиться по местным мотосалонам и потестить свежие мотики.

Тест-драйвы мотоциклов в Европе

Тест-драйвы в Европе это ваще крутой аттракцион, особенно для всяких ватных сибирских лаптей, как я. Можно взять любую тачку или мотак на весь день и хреначить на нём, только в путь. А если взял в пятницу вечером, то все выходные! Только в понедельник его нужно будет вернуть с полным баком, как и брал. Для меня это дико, а в цивилизованной Европе считается нормой, так как стоит подобная техника немало, даже для европейцев, и чтобы решиться на её покупку, нужно основательно всё взвесить, хорошо покатавшись на нём.

В нашем регионе совсем другая история, заходишь к официалам, спрашиваешь, можно ли прокатиться, они в голос тебя обсмеют, мол, чё кататься-то, покупай и катайся. То есть, чтобы приобрести у нас объективно что-то новое, нужно найти аналогичное на вторичном рынке и прокатиться на нём, представившись потенциальным покупателем. Систему тест-драйвов я уже знал и очень жаждал покататься на свежих одноклассниках, но по стечению обстоятельств попадал на выходные. Только как-то в салон Харли Девидсон забрели случайно. Я был очень им впечатлён, но прокатиться на мотаке такого класса не было никакого желания. Это позже в Краснодаре друзья дали прохватить на Электричке по местным трассам, у меня появились смешанные чувства, мне он больше понравился, чем не понравился, но опять же по городу и щебню ездить очень тяжело на этом автобусе. В Италии как-то попал в будний день к салону Дукати, хотел тестануть легендарную Мультистраду, но продавцы чё-то долго ковырялись, потом заявили, что проблема с документами и сегодня не получится. Ох, как я тогда расстроился, до сих пор не представилась возможность на нём прохватить. Но тогда они разрешили прокатиться по площадке, чему я был неслыханно рад, но площадка не дала о нём никакого понимания, кроме непривычного звука, отсутствия вибрации и хороших подхватов на низах.

Приехал в салон БМВ, и мне впервые представилась возможность потрогать и вблизи рассмотреть новейший R1200GS, который полностью был изменён в 2013 году. Вова на немецком быстро обо всём договорился, оформил документы, и мне выкатили мой аппарат. Тётенька-манагер долго рассказывала на довольно неплохом английском о его преимуществах, принципе управления и о многочисленных настройках. Понимал я её через слово, но слушать было очень интересно. Ощущения восторга я испытал от этого мотоцикла, он казался меньше и легче моего Сутенёра, двигатель экономичнее и мощнее, позволяющий с газа отрывать переднее колесо от асфальта. Множество электронных всевозможных настроек, в том числе подвески, с возможность отстройки на ходу и прочие фишки приятно удивляли. Прокатившись на нём порядка получаса, я всё понял о нем и, вернувшись, решил испытать туристический R1200RT. Кроме регулируемого с кнопки стекла и бесшумно включающейся передачи, мне он ничем не приглянулся. Он показался очень ватным, даже на спортивном режиме, и у него был очень неудобный для меня узкий руль с такими же грипсами. Он больше напоминал максискутер.

Потом мы поехали в салон Хонда тестить новый литровый Кросстурер с автоматической КПП. Сам мотоцикл мне показался очень похож на Гуся и по габаритам, и по динамике. Внешне своим вытянутым носом он так же напоминал одновременно его и Мультистраду. Поездка принесла удовольствие, хотя большую часть её я осваивал нюансы автомата. У меня было рассогласование чувств. Я еду на полноценном мощном большом мотоцикле, у которого отсутствует лапка КПП и рычаг сцепления. Всё это заменяют кнопки на руле.

В этих магазинах Я купил себе всё необходимое, что планировал взять ещё в Луисе в Берлине, когда тот был закрыт. Ими оказались, к примеру, подогревы ручек и педалька на ручку газа, с помощью которой ручку можно было вращать одним пальцем. Как приятно было с ними ехать и как мне всего этого не хватало в дороге, особенно когда я замерзал на Севере.

В этот же вечер мы с родственниками съездили на машине во Францию, это в 30 км от их дома, прогулялись по узким красивым улочкам старого маленького города, пошопились и поужинали в ресторанчике на реке, в котором я и попробовал любимое французами блюдо — лягушек. Кто будет восхищаться этой едой, не верьте, это абсолютно пресная, безвкусная субстанция, нечто среднее между жареной белой рыбой и курицей. Вкус у неё будет зависеть исключительно от приправ и соусов, которыми вы решите их заправить.

Дорога из Германии

Выезд состоялся днём 28 августа, на одометре красовалась цифра 20028 км. Времени было в обрез, 8 сентября Я должен был уже сидеть в поезде, везущем меня на работу на всё тот же Север. Любоваться в Германии, после того, что мы видели, откровенно сказать нечем, особенно в северной её части. Длинные скучные автобаны просто нужно было преодолеть и перетерпеть.

Однако была у нас одна яркая остановка, мы свернули в город Шпайер в музей авиатехники. Это была огромная площадь, на которой в разном порядке, положении и на разных уровнях располагались самолёты различных времён и стран. Но открытая площадка была лишь малой частью того, что было внутри. Поискав русского экскурсовода, мы никого не нашли, а просто так глазеть — только время терять, и мы едем дальше. Следующая остановка на ночь была в гостинице во Франкфурте на Одере. За день мы преодолели 840 км. Затем, проехав ещё 720 км, 29 августа мы были в Польше, остановились прямо перед границей в Биалустоке (Bialystok) , откуда выехали утром 30 августа.

Подъехав к границе, мы увидели очередь, как мне показалось метров в 800. Я заехал на правый тротуар, заглушил двигатель и катил мотоцикл в руках, останавливаясь несколько раз для отдыха. Заехал в накопитель, нам, конечно же, задали вопрос, почему у девушки просрочена виза, Я сказал, что у нас сломался мотоцикл и пришлось задержаться на неделю. Подтверждающих документов из сервиса я предоставить не смог, и нас повели на процедуру штрафования. Нужно было заплатить польские кроны, никакую другую валюту они не принимали, и обменных терминалов и банкоматов рядом не было.

Всеми правдами и неправдами мы расквитались с польскими погранцами в районе пяти вечера, и я испытал невероятную лёгкость, подъехав к белорусским пограничникам. Мне было очень приятно увидеть наконец-то мужчину в форме офицера, говорящего по-русски. Они шутили, попросили открыть кофры, искали контрабанду в виде водки и сигарет и, поняв, что в нашем багаже идёт война за каждый дециметр, отпустили с миром. Оказавшись в Белоруссии, мы остановились на заправке Газпрома и приятно были удивлены цене на топливо. Сервис на заправках рядом с границей практически не отличался от европейского. Принцип был везде един, сначала заправка, потом оплата. И у каждой колонки располагались вёдра с моющимися средствами, для мытья стёкол, оптики и номеров транспорта. Дороги после европейских казались уже не такими хорошими, как казалось ранее.

Сегодня мы смогли доехать до столици Белоруссии — Минска, проехав всего 416 км, и остановиться в очень дешёвом отеле, где оставили вещи и прогулялись по вечернему центру города. Первое, что бросилось в глаза, это пьяная молодёжь. За месяц поездки в другой цивилизации это выглядело дико. Ещё в Минске местами была плохая дорога с огромной колейностью. Водители ездят агрессивно, в первую же ночь меня 1 раз остановил патруль и 3 раза чуть не сбили. Ещё видел очень странные перекрёстки, на которых горит зелёный свет светофора обоим направлениям. Удивлял и курс белорусского рубля к нашему, а тем более к доллару. Все белорусы являются миллионерами, но и цены в магазинах стоят в несколько сот тысяч :)

На следующий день мы прогулялись по магазинам, пообедали и выехали только в 16:00. На одометре 21996 км.

Путь лежит в Москву. Начало холодать. Пришлось остановиться в придорожном магазине и купить тёплой одежды, которая грела нас до самого Омска. Когда стемнело, вдобавок ко всему принялся дождь. На одной из заправок мы встретили двух мотоциклистов на спортах, таких же грязных, как мы. Я крикнул: «Нифига вы отчаянные парни», один из них ответил: «Мы не парни». И когда они сняли шлемы, я увидел двух красоток, мелких, метра по полтора каждая. Мы заправились, познакомились, обменялись контактами и погнали вместе до Москвы. Они взяли очень быстрый и опасный темп, я за ними кое-как поспевал, и в итоге глубокой ночью мы въехали в Москву. Нас любезно приютил тогда мой друг Саня Титаренко. На следующий день мы съездили в музей ретро автомобилей, по которому нам вновь пришлось гулять снаружи, разглядывая экспозиции на открытой площадке, так как мы отвыкли от наличных денег и давно везде за всё рассчитывались картой, терминала на входе в музей не было, и банкомат был далеко. К этому времени я очень привык к европейскому темпу и стилю езды, но в этом темпе по Москве ездить просто опасно для жизни, Я мешаюсь всем, даже автобусам.

Переночевав у Санька ещё одну ночь, мы выехали в 8:00 утра 2 сентября. Одометр показывал 22780 км. Мы поливали быстро и без оглядки, и если до поездки я считал, что самую высокую скорость я буду развивать на автобанах, я ошибался. На скорость в моём случае повлияло не качество дорог, а цена на топливо и желание побыстрее проехать Россию. И если по скоростным дорогам я держал в среднем 150 км/час, не превышая 180 км/час, то по России на участках хорошей дороги я ехал в темпе, который мы держали с Федералом, выехав из Нефтеюганска, порядка 180-200 км/час.

Про качество и ширину дорог и манеру вождения наших водителей я промолчу по этическим соображениям. Казалось странным выезжать на встречку, чтобы обогнать какой-нибудь тихоход. Вот примерно так же быстро, как я подхожу к финалу этой статьи, так же стремительно мы проносились по стране, приближаясь к финишу. Очень удобно теперь было ехать вечером, солнце светило всегда сзади, на западе. Мы проехали 960 км до Казани, далее прошли верхом через хорошую и малоизвестную на тот момент нефтяную дорогу через водохранилище в Томской области и через 1028 км были в Екатеринбурге.

Ещё 960 км и мы въезжаем в свой родной город Омск, в котором нам посчастливилось родиться и вырасти, и при въезде в который непроизвольно текли слёзы по щекам от осознания объективной убогости нашего города. Я понимал, что проехав больше 20000 км, сейчас ехал по самой плохой дороге, даже в нашей стране. Разметки у нас в городе в принципе не бывает, её роль выполняют разошедшиеся на несколько сантиметров продольные швы стыков асфальтобетонного полотна проезжей части. При этом сами полосы зачастую могут различаться по цвету и высоте. Действительно, зачем нужна дорожная разметка, если одну полосу просто можно положить выше другой. И за три года жизни в этом городе ситуация стала ещё хуже.

Мы подъехали к амурскому гипермаркету Лента. Я записал показание одометра — 25731 км. Итого вышло за всё путешествие от подъезда до подъезда без малого 20300 км. С горестью мы понимали — путешествие окончено.

Эпилог

Тогда мне было 28 лет, и это был первый раз в жизни, когда я оказался за границей. После этого я побывал ещё много где, и это очень развило меня, расширив мой кругозор, но эта поездка была отправной точкой к осознанию того, что жизнь свою нужно пересмотреть и радикально изменить. Я видел, как можно жить по-другому и именно жить, а не выживать или существовать. Ещё работая вахтовым методом, я часто ловил себя на мысли, что не хочу возвращаться в свой город. Последние полтора года я работал в Тюмени, и мне было обидно понимать, что в экономическом плане этот некогда провинциальный городок давно оставил позади нашего гиганта-миллионника Омска. Это впоследствии и повлияло на моё решение переезда в другой город. Очень жаль мне Омск, очень хорошие там живут люди, но город всё больше становится похож на Воркуту, гуляя по которой у меня вообще замирало сердце. Я не понимаю до сих пор, как там можно жить…

За написание этого отзыва я садился несколько раз на протяжении трёх лет и полагаю, Вы потратили немало времени на его прочтение. Надеюсь, он хоть чем-то стал Вам полезен. Пишите ниже свои комментарии, о чём бы стоило написать подробнее, а что-то, может быть, наоборот, сократить. С удовольствием отвечу на Ваши вопросы и по путешествиям, и по мототематике, и по переезду с семьёй в другой регион, и вообще о счастливой жизни))))

Мотоцикл — Yamaha XT1200Z Super Tenere 2010 г.в.

Пробег при покупке — 5435 км.

Пробег в конце путешествия — 25731 км.

Расходники:

Масло моторное Motul 5100 4Т 10W40 4л по 410 руб. (1640 руб.)

Motul 7100 4Т 10W40 5л по 550 руб. (2750 руб.)

Фильтр масляный оригинал — 639 руб. (639 руб.)

Фильтр воздушный оригинал — 1400 руб. (1400 руб.)

Масло редуктора Yamalube 1л по 490 руб. (490 руб.)

Свечи NGK 4шт. по 1000 руб. (4000 руб.)

Колодки задние оригинал — 1790 руб. (1790 руб.)

Резина Michlein Anakee-2 m/c TL/TT 11309 руб. за пару + замена 2580 руб. (13889 руб.)

Сальники вилки с заменой — 5000 руб. (5000 руб.)

Доп. Оборудование:

Подогрев ручек — 2580 руб. (2580 руб.)

Накладка-педаль на ручку газа — 430 руб. (430 руб.)

Защитные дуги, ручная работа — 7000 руб. (7000 руб.)

Стекло MRA с дефлектором — 5246 руб. (5246 руб.)

Удлинитель переднего крыла — 1290 руб. (1290 руб.)

Сумка-крепление для навигатора с креплением Givi S950 — 2365 руб. (2365 руб.)

Кофр центральный Givi V47NT — 10535 руб. (10535 руб.)

Площадка для кофра — 1350 руб. (1350 руб.)

Интерком Skala rider G9 power set 2 шт. по 10277 руб. (20554 руб.)

Дождевики на ботинки Prof — 1075 руб. (1075 руб.)

Гелиевая подушка на сиденье Airhawk — 4730 руб. (4730 руб.)

Затраты на поездку:

Пробег 20300 км.

Бензин ………………………..52293 руб.

Платные дороги ………………6907 руб.

Отели, гостиницы ……………35470 руб.

з/ч, расходники, резина ……...27789 руб.

Еда…………………………….17291 руб.

Одежда, сувениры, подарки… 36458 руб.

Итого: 176 208 руб. из них 39 749 руб. по России.