Теплые озера на Снежной. Пик Тальцинский

15.03.2016 | 89244 просмотра

Итак, продолжаю «итожить, то, что прожил». Отчет про Аршан Тункинская долина. Аршан и его окрестности уже вышел в эфир, на очереди Теплые озера с Хабар-Дабановскими прогулками.

Мы открыли для себя Теплые озера в 2003 году, когда ехали из Краснокаменска в Новосибирск на встречу одногруппников НГУ. В поисках места для ночлега после моста через реку Снежная совершено случайно увидели рекламный щит «Теплые озера на Снежной» и свернули на проселочную дорогу, идущую вдоль речки. Километров через 5 дорога уперлась в шлагбаум. Мы зашли за шлагбаум, оставив машину у входа, и вскоре увидели поразительной красоты озеро изумрудного цвета. Смеркалось, людей практически не было, от воды шел пар, и все вокруг казалось совершенно нереальным. Огромные деревья, трава выше нашего роста и теплый влажный воздух усиливали ощущение джунглей. Побродив по берегу озера, мы переночевали на Снежной и поехали дальше, сохранив желание обязательно вернуться в это место и все основательно разведать.

И вернулись, и не раз, а целых пять (2004, 2005, 2006, 2008, 2014). С каждым посещением ощущение нереальной сказки постепенно исчезало. Возможно, для любителей шумного веселого отдыха с водными аттракционами, шашлыками, выпивкой и громкой круглосуточной музыкой — это вполне подходящее место, но мы предпочитаем более уединенный отдых. Тем не менее природа этого края по-прежнему привлекает нас своей буйной растительностью, уникальным климатом и возможностью всего за один световой день попасть в совершенно неиспорченные цивилизацией места хребта Хамар -Дабан — одного из самых интересных и живописных районов всей Восточной Сибири.

Тёплые озера находятся на 182 километре федеральной автодороги М-55.

Прямо после поселка Выдрино после моста через реку Снежная нужно повернуть налево и по старой асфальтовой дороге через реликтовый лес проехать еще 5 км. Дорога упирается в шлагбаум базы отдыха «Теплые озера на Снежной».

На базе имеется несколько больших корпусов, здание столовой и множество небольших деревянных летних домиков на 2-4 человека.

Есть бар и небольшой магазинчик, русская баня. На берегу озера песчаный пляж, работает прокат катамаранов и водные горки. Пляж в хорошую погоду весь заполнен отдыхающими. Желание примкнуть к ним у нас никогда не возникало, гораздо приятнее найти место для купания где-нибудь в стороне.

Летом сотни туристов-«дикарей» оккупируют берега Снежной в районе турбазы. Останавливаться с палатками на берегу Изумрудного озера запрещено, поэтому основные места стоянок расположены на берегу Снежной.

База отдыха ограждена, проход и проезд осуществляются через пропускной пункт. C «диких» отдыхающих берут плату за автомобиль и туристов. Цены «бешенные». В 2014 году въезд на территорию стоил 150 руб. с машины, плюс по 50 руб. с каждого человека просто за то, чтобы пройти на территорию. Если останавливаться с автомобилем и палатками на берегу Снежной, то за каждые сутки еще 500 руб. за машину и столько же за палатку. Эти цены всегда вызывают недовольство туристов, но спорить c принимающими «мзду» бесполезно. Чтобы не портить себе отдых, легче смиренно отдать требуемую сумму, что мы и делаем. Раньше по территории ходили волонтеры, раздавая бесплатно пакеты для мусора и объясняя, как нужно беречь мать-природу. В прошлом году мы их уже не видели, зато появились предприимчивые мужички (видимо, работники базы, обслуживающие баню), предлагающие купить чурки для костра по цене 100 руб. за штуку.

Можно и не платить «мзду» за проход и проезд, а в 1-2 километрах до турбазы свернуть к берегу реки Снежная, где поставить автомобили, разбить платочный лагерь, а до озёр ходить пешком.

Если при входе говоришь, что идешь не на озера, а на пик Тальцинский, то ничего платить не нужно. Но днем этот номер, скорее всего, не пройдет, поэтому, если хочется пешком и бесплатно, нужно пройти либо по реке мимо забора (в случае очень мелкой реки), либо, не доходя до турбазы, повернуть вправо по дороге, идущей сразу на озеро Теплое.

Теплые озера

Прогулку по Теплым озерам совершает, наверное, каждый отдыхающий. Название «Теплые озера» объединяет три озера, самое крупное и самое посещаемое из них — Изумрудное. Остальные два — это озеро Мертвое и озеро Сказка. Между собой они не связаны, и даже вода в них отличается по химическому составу. Озера действительно теплые, летом вода прогревается до +28 градусов, поэтому в них приятно купаться и ночью, и в дождь.

Изумрудное озеро самое большое по площади из трёх озер, оно же и самое глубокое, глубина его больше 47 м. Вода в нем действительно приятного изумрудного цвета.

На берегу Изумрудного озера находится турбаза, песчаный пляж, люди купаются, катаются на катамаранах, в общем, идет обычная пляжная жизнь.

В 2014 году на берегу озера по частной инициативе построена часовня святого пророка царя Соломона. Часовня смотрится очень романтично, особенно когда колокольный звон, как туман, плывет над водами озера. Мы видели эту часовню в недостроенном виде, звук колокола шел из динамика, но и тогда это было очень красиво… Единственное, что меня смущало — это дисгармония часовни с тусовочной атмосферой на противоположной стороне озера.

Рядом с Изумрудным озером — озеро Теплое, оно более мелкое, глубиной от 10 до 20 метров.

Озеро Сказка самое маленькое и самое мелкое из тройки озер, глубина его всего около 2-х метров, его берега торфянистые и топкие. Рыбы в этом озере нет, т.к. в морозы оно промерзает по всей глубине. Возможно, поэтому озеро еще называют Мертвым. Проходящие мимо озера туристы часто рассказывают «страшилки» о том, что на дне озера находятся то ли радоновые, то ли сероводородные источники, поэтому купаться в нем ни в коем случае нельзя. Но в интернете написано, что вода озера полезна для купания, и эта версия нам нравится больше, поэтому мы с удовольствием плаваем в чистой прозрачной воде. Мне очень нравится огромный камень, лежащий на большой глубине недалеко от берега. Приятно лежать на нем, как байкальская нерпа, и греться под лучами солнца…

Рядом с озером Сказка находится местная достопримечательность — Шапка Мономаха. Эта невысокая гора правильной пирамидальной формы очень живописно отражается в озере, большинство самых красивых фото туристы делают именно здесь.

Шапка Мономаха

Восхождение на вершину горы Шапка Мономаха — один из любимых пеших маршрутов у отдыхающих на Тёплых озерах. Высота горы — 685 м. Дойти до начала подъема можно, пройдя вдоль реки Снежная до изгиба реки, далее по восточному склону начинается тропинка.

На вершине Шапки Мономаха находится скала — ею пользуются как смотровой площадкой. С нее открывается великолепный обзор — как на ладони видны все три озера, изгибы реки Снежной, близлежащие горы Хамар-Дабана и бесконечная синяя полоска Байкала.

Подъем на вершину несложный, занимает меньше часа. Однажды мы встретили молодую пару с восьмимесячным ребенком. Родители ласково называли свое дите первым «проходимцем» и собирались отправиться с ним на гораздо более сложные маршруты.

Река Снежная

Снежная — самый крупный и многоводный приток Байкала из всех рек, стекающих с Хамар-Дабана. Река является границей Иркутской области и Республики Бурятия. Вдоль берега реки Снежной идет дорога, около которой расположены стояночные места с кострищами. В 18 км от Теплых озер выше по течению Снежная сливается с рекой Селенгинка. В месте слияния этих рек в 2010 году построена турбаза «Стрелка», с которой начинаются радиальные маршруты к Соболиным озерам, водопаду Сказка, водопадам на реке Борматуха.

В районе Теплых озер река Снежная спокойная, но после сильных ливней она бывает строптивой и бурной, подъем воды на пару метров может произойти буквально за 3-4 часа. Ее непростой характер виден по огромным стволам деревьев, принесенным в разгар стихии.

Если вы хотите отдохнуть от толп отдыхающих и громкой музыки, можно побродить вдоль русла Снежной или по ее тихим прозрачным протокам.

Можно перебрести по ледяной воде на другой берег, и окунуться в «сибирские джунгли», полюбоваться незнакомой растительностью, встретить бурундуков и разных птиц.

Можно перейти на маленький островок между протоками Снежной и набрать грибов, растущих прямо в зеленом мху на берегу. А потом, когда вы со счастливой улыбкой на лице будете нести их к лагерю, все отдыхающие будут удивляться вашей находке и спрашивать, где вы их взяли, ведь на их стоянке, увы, грибы не растут…

Однажды на таком маленьком островке мы встретили зайцев, отрезанных рекой от внешнего мира. Спасаясь от наших тщетных попыток их сфотографировать, ушастые резво бегали по острову и с любопытством посматривали на нас, подпуская очень близко.

Реликтовые тополя

Еще одна достопримечательность местности — реликтовые тополя. Реликтовый лес расположен по обе стороны вдоль старой асфальтовой дороги, ведущей на турбазу «Теплые озера».

Это особая разновидность тополя — тополь душистый, в Сибири отобрано 35 гигантских деревьев различных видов тополя, из них — 24 великана находятся в пойме нижнего течения реки Снежная, в районе турбазы «Теплые озера». Окружность стволов составляет от трех до шести метров, диаметр — от одного до двух метров. Средний возраст этих гигантов более 150 лет, но есть и экземпляры возрастом более 400 лет. Сережки, опавшие с деревьев, выглядят как гигантские пушистые гусеницы. Мы заметили, что всхожесть семян очень высока, после дождя вся поверхность земли под деревом покрывается, как мхом, мелкими ярко-зелеными всходами, которые быстро погибают. Часть деревьев засыхают, в них появляются огромные дупла, ломаются верхушки. Видимо, природа не справляется с таким тесным присутствием человека, ведь весь почвенный покров около придорожных деревьев нарушен. Порой человек приносит и вполне осознанный вред этим красавцам, так в 2009 году кто-то умудрился развести костер в дупле гиганта, стоящего у дороги недалеко от турбазы, и тополь погиб.

Если побродить по лесу, можно встретить не только гигантские тополя, но и огромные деревья других пород.

Из-за особого мягкого микроклимата не только деревья, но и остальная растительность впечатляет своими размерами: заросли борщевика достигают двухметровой высоты.

Пик Тальцинский

Поход на пик Тальцинский — это замечательная возможность для таких туристов «выходного дня», какими являемся мы, окунуться в мир горных вершин без ночевок и тяжелых рюкзаков. Всего за один день можно попасть в край дикой природы и вернуться обратно в лагерь. Летом на пике Тальцинском безлюдно, но в зимнее время, говорят, здесь много спортсменов-фрирайдеров, облюбовавших пик Тальцинский для горнолыжного отдыха.

Высота пика 1806 метров, он находится почти в самом центре Хамар-Дабана, в верховьях реки Тальцы. Маршрут на пик Тальцинский удобнее совершать с Теплых озер. Стартуем на пик Тальцинский мы всегда с раннего утра, когда еще прохладно, по реке Снежной стелется туман, а в голове крутятся не менее туманные сонные мысли: «А зачем я это делаю?»

Идти лучше налегке, чем меньше груза за плечами, тем легче идти. Для такого «чайника», как я, даже фотоаппарат постепенно становился тяжелым, и я отдавала его мужу. С собой нужно взять немного еды (орешки, сухарики) и воду. Воды нужно брать совсем немного, она встречается в виде горных рек и ручейков практически по всему маршруту, и ее запас легко пополнить.

От базы отдыха левым берегом Снежной идет грунтовая дорога, огибающая живописный скальный гребень (гора Верблюжья) и Шапку Мономаха.

Далее дорога углубляется в лес и переходит в две колеи, проходящие по лесу с гигантскими деревьями и огромными папоротниками.

Здесь, совсем рядом от турбазы, сразу забываешь о цивилизации, большинство отдыхающих сюда никогда не заглядывают.

Лесная дорога идет сначала вдоль Снежной, а затем вдоль небольшой речушки Тальцы (или Тальцинки), прячущейся в высоких травах под покровом тайги. Часа через полтора от выхода с базы отдыха приводят к небольшой поляне с развилкой — вправо идет хорошо утоптанная тропа на пик Тальцинский. Тропа петляет вдоль речки Тальцинка с одного берега на другой. Через речку с глубоко промытым руслом и холодной прозрачной водой на правый берег переброшены мостики из бревен.

Если сбился с пути, можно перейти через речку по импровизированным мостикам из упавших деревьев.

Затем тропа уходит в сторону от реки и постепенно начинается подъем. Условно началом подъема можно считать толстый упавший тополь, перегородивший тропу.

Мы подсчитали количество больших и маленьких поваленных деревьев, через которые приходилось перешагивать, их число превысило сотню! Сначала мы весело перепрыгивали через них, громко восклицая «двенадцать! тринадцать!», а в конце пути тихо переползали со словами «девяносто восемь… девяносто девять…»

Минут через 20 после начала подъема тропа выходит на обзорную площадку, называемую «Танцплощадкой». Это просто награда за проделанный путь, так как неожиданно открывается замечательный вид: на горизонте — пик Тальцинский, под ним — русло реки Тальцинка, текущей между крутых склонов, а прямо под ногами — крутой почти отвесный обрыв!

В этом месте очень приятно отдохнуть, перевести дух и выпить воды.

После «Танцплощадки» начинается крутой подъем, затем тропа идет траверсом по лесному склону.

Именно на этом склоне нам однажды встретился медведь. Мы с Юрой шли первыми и, обернувшись на треск сучьев, заметили резкое движение кустарников, словно какой-то невидимый шар катился вниз от тропы. Тем же, кто шел за нами, посчастливилось увидеть бурый зад убегающего медведя. Мишка, похоже, был так напуган, что не оставил ни малейшего шанса запечатлеть его на фото.

Примерно через полчаса от «Танцплощадки» тропа выходит к большой немного наклонной площадке, ее называют «Бабой». «Баба» — это резной деревянный идол довольно тонкой работы, состоящий из двух женских фигур и мужской головы между ними. В 2006 году «Баба» была еще в полном расцвете сил и так крепко держалась в земле, что, казалось, ничто и никто не сможет ее уронить.

2006 год.

Но в 2008 году мы очень огорчились, не увидев «Бабу» на привычном месте. После недолгих поисков мы нашли ее, несчастную, в кустах ниже площадки и вернули обратно, просто прислонив к дереву.

2008 год.

В 2014 году «Баба» была крепко привязана к стволу дерева, но время уже наложило на нее свой отпечаток, все в этом мире не вечно, в том числе «Бабы», тем более, деревянные. Но, судя по Юре, подержаться еще было за что…

2014 год.

В этом месте так хочется отдохнуть подольше, поесть черники, которая растет на полянках, но… Тальцинский ждет. От идола наискосок пересекаем широкий наклонный луг и выходим к ручью.

Идем вдоль него, затем пересекаем и идем другим берегом. Начинается крутой подъем по каменистой тропе до камня, на котором выросла маленькая сосенка. Хотя… маленькой она была в 2006 году.

2006 год.

В 2008 она заметно подросла и выдерживала вес моего сына Сережи.

2008 год.

Ну, а в 2014 стала настолько солидной, что на ней мог подтянуться и муж Юра.

2014 год.

С площадки по камням спускаемся к миниатюрному проточному озеру, окруженному пышной травянистой растительностью (в засушливые годы озерко вместе с протекающим сквозь него ручьем пересыхает).

Начиная отсюда, можно выбрать свой вариант дальнейшего подъема. В 2006 году мы пошли по описанию Юрия Гукова прямо от маленького озерка вдоль впадающего в него ручья. Тропы здесь не было, приходилось пробираться по сосновому стланику и камням.

Не знаю, или я была плохо физически подготовлена, или действительно этот путь требует много сил, но к снежным линзам под цирком я дошла еле живая.

Мы не могли понять, где находимся и где пик Тальцинский.

Теперь нам ясно, что, пройдя далее по гребню, через несколько промежуточных вершин можно было выйти к вершине самого пика Тальцинского. Но тогда сил уже не было, и мы решили вернуться назад.

Разочарования от того, что мы не дошли до пика, не было в принципе, наоборот, всю меня переполнял огромный восторг, ведь это был наш первый серьезный поход, первый снег, увиденный летом, первая попытка покорить горы!!!

Через два года мы повторили попытку дойти до Тальцинского, но подготовились настолько основательно, что были уверены в успехе на все 100, и у нас все получилось! В 2014 году опять состоялась наша встреча с ним, уже как с хорошим знакомым. Надо сказать, что из всех наших походов Тальцинский оставил самое яркое, самое незабываемое впечатление! Оба этих раза мы ходили по правильному маршруту, он начинается от тура, указывающего начало тропы.

От маленького озера начинается подъем, мы пересекаем ручей и выходим к большой удобной стоянке. Это так называемая «Подушка» — самое удобное место для базового лагеря сноубордистов. Говорят, что иногда в мае здесь вырастает целый городок, насчитывающий более десятка палаток.

От «Подушки» тропа поворачивает под прямым углом направо и идет снова вверх. Сначала проходим мимо огромного валуна, поросшего мхом и кедровым стлаником.

Дальше тропа идет по небольшому возвышению между двумя ложбинами. Виды открываются просто изумительные, хорошо видна долина Снежной и бесконечные горы. Периодически нас настигали облака, создавая фантастическую картину.

Рядом с тропой росло много крупной черники, но срывать ее приходилось буквально на ходу.

А впереди уже был хорошо виден пик Тальцинский, казалось, что он совсем рядом, трудно было представить, что до него не один час пути.

Впереди невысокая, но крутая горка — «пупырь Путина». Почему сноубордисты ее так назвали — сказать трудно, но, видимо, у них своя логика и свои ассоциации, которые простому человеку не понять.

Слева виднеется голубое озеро.

По камням бегают маленькие ящерки.

Обойдя «пупырь» справа, выходим еще к одному озеру. Здесь мы собираемся остановиться на обратном пути, искупаться и перекусить.

Подъем идет сначала по камням, а затем по крутому очень скользкому травянистому склону.

Тропинка очень скользкая, порой по ней стекают ручейки (откуда только они берутся на такой высоте?), и постепенно возникает ощущение, что мы превращаемся из человека в обезъяну — на четырех точках идти горазде легче.

Когда выходишь на гребень, открываются такие просторы, что наступает сплошной восторг! Хорошо виден Байкал, деревня Выдрино и бескрайние горы! Далее тропа идет вдоль кедрового стланника, а местами проходит по краю крутого обрыва головокружительной высоты.

Наше озеро с набором высоты становится все меньше и вот уже смотрится маленькой голубой капелькой. Звенящую тишину нарушает рев аэролодок, которые везут туристов по Снежной до турбазы «Стрелка». Даже на таком большом расстоянии этот звук режет слух, представляю, как чувствуют себя люди, сидящие в лодках.

Справа — мои любимые «камуфляжные» горы, эта картинка не меняется с годами… горы вечны.

И вот, победа! Поднимаемся, наконец, на пик Тальцинский.

2014 год.

С пика хорошо видно озеро Фигурное и бескрайний Хамар-Дабан.

Дальше — долина реки Снежной и горная цепь с внушительной вершиной пика Нефтяников — высшей точки окрестных гор (2150 м).

Возможно, когда-нибудь к этому всему можно привыкнуть… Возможно, многие «бывалые» уже не испытывают почти «щенячьего» восторга от этих мохнатых каменных гребней, от горных прозрачных озер, от сочной изумрудной зелени и такого близкого синего неба. Да простят меня читатели за излишние эпитеты, но действительно, хочется запомнить это ощущение надолго, законсервировать его где-то в себе и потом постепенно доставать, экономно расходуя…

Спуск до озера занимает гораздо меньше времени, ведь впереди нас ждет отдых, купание и обед!!!

Вода в озере просто ледяная, но окунуться в нее — одно удовольствие, появляется столько энергии и силы!

На берегу озера даже обычные сухари с водой из ручья кажутся удивительно вкусными!

Под скалой — родник с вкуснейшей водой, стекающей в озеро, в нем пополняем запасы воды на обратный путь.

Тропинка домой.

Спасибо тебе, Хамар-Дабан, за всю эту красоту!!!

Еще можно было бы сходить на Соболиные озера, но вот как-то не сложилось, а с появлением аэролодки стало менее интересным.

Заключение

Теплые озера подходят всем. Одни найдут здесь пляжный отдых с тусовкой, другие — полное единение с совершенно уникальной природой. И если, приезжая туда, вы знаете, что хотите получить от этого места, то обязательно найдете то, что ищете!

Новосиб
Молодцы!!!!Красиво и познавательно!!
Счастье не за горами... Оно в горах!

dema71
Черемхово
Хорошее красивое место, только цены конские и ни за что практически. Туда ездил тоже три раза когда в Байкальске клубника недорогая ну и в лесу можно легко ведерко черники насшибать, вечером под водочку да еще загудайчик со свежего омуля жена смастерит.Хочется еще, но у нас в радиусе 60-120км места не хуже и за въезд и выезд никто не трясет копейку,а загудай и из хариуса офигенный.

бердск
место замечательное были там с женой в 2012 году и кстати за проход к озерам с нас денег никто не брал

Родные края, красота!..А так если разобраться, вот это мздоимство на озерах и других местах, каким - либо законом или нормативно - правовым актом регулируется?...Там что частная территория получается...и с чего складывается стоимость..??..Как будто не в своей стране живем..

Спасибо за очень интересный и красивый отчет. +100!!
Honda Odyssey RA-6 Absolute 2003 г.в.(Type S)

Спасибо за отличный, познавательный отчет! Информация про Пик Тальцинский очень интересная.
Ждем следующие отчеты про Байкал.

Очень здорово! Даже появилось желание посетить те места! Спасибо за рассказ!

Александр Кураленко:
зачэм закон, да? забору поставил и пей-гуляй.

Александр Кураленко:
Видели пару раз, как люди пытались просить какие-либо нормативно-правовые документы у охранников. Ничем хорошим, кроме испорченного настроения, это не заканчивалось. А на отдыхе так не хочется тратить нервы… вот и платим!
Levem:
Минимум, что должно там быть - это утвержденный прайс с ценами, если это город - то муниципалитетом города, с синей печатью! если район - то естественно районным...и приказ уполномоченного за сбор денежных средств...с разъяснениями на что эти деньги идут...на облагораживание допустим, какие - либо экологические проекты данной территории...Выдать чек должны! ну а если, эта территория частная - то это вообще другой вопрос-не вписывающийся в определенные рамки...но и на частной территории порядок сбора средств за оказанные услуги регулируется законодательством...а если этого нет, то это рэкет чистой воды. И я думаю люди обязаны по данному вопросу выяснить у главы района..на каком основании кто-то на его территории незаконно взымает деньги...если не получится идти дальше...Буду летом там-найду истину!

Проезжал несколько раз так, но так и не разу не заехал. Красота, следующий раз обязательно заеду, благодаря Вам.

Александр Кураленко:
Молодец будешь, если истину найдёшь. Пиши рассказывай как всё пройдёт.

Молодец будешь, если истину найдёшь. Пиши рассказывай как всё пройдёт.
Гуд!
Молодцы! Спасибо за рассказ, сжатый и яркий, читать одно удовольствие! На Теплых озерах бывал ранее, так как живу почти рядом в Ангарске. Ранее там еще жили и плавали лебеди. Разделяю Ваши впечатления, сам очень люблю горы! Но вот на Тальцинском еще не был, так как почти каждый год хожу на Шумак, который также стал для меня родным. Поэтому надеюсь в этом году исправить свое упущение, благодаря Вам....:). Приезжайте и сходите на Шумак обязательно, еще можете съездить на Баргузинский залив и слазить на полуострове Святой нос на местную вершинку (что то в пределах 1800 м), будете не менее счастливы!!! Удачи вам и дальнейших походов!

Игорь:
Сходите на Шумак обязательно, еще можете съездить на Баргузинский залив и слазить на полуострове Святой нос на местную вершинку (что то в пределах 1800 м), будете не менее счастливы!!! Удачи вам и дальнейших походов!
На Шумак давно хочется, но ни разу не ходили в походы с большими рюкзаками, стра-ашно! А вот на гору Маркова на Святом Носе ходили несколько раз и этим летом тоже собираемся!!! По вашему фото видно, что вы были после пожара, как там, не очень мрачно?

Положу в запасники, авось пригодится

Очень красивые места. Благодаря Вашему отчёту и фотографиям, наверное, не у меня одного появилось желание посетить эти места.
Мой отзыв: Toyota Venza 2013

Александр Кураленко:
Рассчитан сбор денег на "дурака". Никаких ограничений на проход нет, только наглость охраны и администрации.
Мой отзыв: Subaru Outback 2004

Краснокаменск
Уникальная природа. Красиво все изложено, хороший путеводитель получился. Ждем следующих отчетов
TLC 100, Suzuki Ignis MZ 4WD
Владелец
Класс! Обязательно посещу если буду в тех краях.

Энгельс
Как давно я там не был,прям слеза навернулась,РОДИНА.Спасибо за прекрасный рассказ.Хотелось сказать про поборы охраны,в моем детстве ворота стояли вдоль реки Снежная и проход мимо базы был свободный(на саму базу не помню ясно что мы пацанами ходили мимо заборов:) ),в году так 96м ворота развернули на 90 поперек дороги перекрыв проход к излюбленным местам отдыха-походов и появились ушлые поборщики.В один прекрасный день собралась группа ребятишек приехали и популярно объяснили что с местных брать мзду не хорошо,они там на годы запомнили этот вояж.Понятно что человек приехавший с семьей отдохнуть не может себе позволить подобное,но с беспределом по другому сложно.Извините за отступление,рассказ и фото просто ШИКАРНЫЕ,автору огромное спасибо!!!!!

Белово
сторона восточная

kemerovo
На ЭФ в НГУ учились? ..помню эти списки на распределение возле деканата : в Краснокаменск "жильё предоставляется сразу по приезду"

Поросенок:
Нет, в НГУ учились на ММФ. Распределись в Краснокаменск и живем здесь много лет...

Евгений:
Здравствуйте мне очень понравиось ваше кругообзорное путешествие мы были разок на байкале можно еще вас услышать про сам байкал сторона восточная
Вот как раз следующий отчет будет про сам Байкал, восточную сторону)))

babrrrr:
Вам большое спасибо за такой хороший отзыв!!

Хорошо отдохнули.

да, речки с названием Борматуха там нет. Есть Громатуха (видимо, потому что гремит - бурная такая речка) и есть ручей Горхон.

с погодой на восхождении вам повезло. а то там тропические ливни бывают - реально, как из ведра.

4-е общежитие ?)))

Поросенок:
4-е общежитие ?)))
Нет, в четверке в наши годы мехмат не жил. Мы все пять лет жили в тройке.

Levem:
Нет, в четверке в наши годы мехмат не жил. Мы все пять лет жили в тройке.
сорри, опечатка )) в 4-ке мы (ЭФ) и жили.

noname38:
Да, речки с названием Борматуха там нет. Есть Громатуха (видимо, потому что гремит - бурная такая речка) и есть ручей Горхон.
У-упс... Да, спасибо, ошибочка вышла )))

Вартовск
Александр Кураленко:
...Буду летом там-найду истину!
Отпишитесь пожалуйста потом по поиску истины.

Осенью в солнечную погоду просто волшебно! Никого уже нет. Тихо. Природа отдыхает и я с ней.

Написано с душой! Фотки шикарные! Спасибо автору за это! Но это к тому что касается природы.
А вот что касается турбазы на Снежной, то мне вообще ничего не понравилось. Отдыхали там в 2011 году. Отношение персонала хамское! Все в грязи, домики в плачевном состоянии, сервис никакущий. Оплачивали 5 дней отдыха, а съехали спустя два дня. Не советовал бы кому либо там останавливаться. Хочется надеяться что за это время произошли какие-то перемены в лучшую сторону.

Сосновоборск
Отличный отчет! Природа красивая!
Были там в 2015 году, на той базе отдыха и обстановка совершенно "совдеповская", только плакатов с тов. Лениным не хватает.

Спасибо автору, порадовали интересным отчетом в очередной раз. С борщевиком, мне показалось, уж очень вы не осторожненько как то. :)) Удачи!

просто супер! молодцы ребята

нп около Новосиба
Колчедан:
Как тут не вспомнить Остапа и пятигорский "Провал". Только почему с "не членов профсоюза" не берут тройную оплату? А детей и красноармейцев надо бесплатно пропускать.
Куда не глянь - одни законники, и все безропотно платят...
В дороге и веревочка пригодится...

Irkutsk
Тоже два раза бегал на Тальцинский, хотел Байкал с высоты посмотреть, оба раза не повезло - облака, туман.

Irkutsk
что то фотки не добавляются..

Dimich Zakuskin:
С облаками тоже очень красиво...

Я была на Теплых озерах в 2014 году, сами Теплые не оставили "острого" поэтического воспоминания и только в силу их сегодняшней раскрутки с большим скоплением людей. но, в твоем отчете, Лена - они вызвали желание увидеть их снова и мне очень жаль, что не удалось увидеть озера с вершины Шапки Мономаха. Фотографии - просто замечательные, все снято с любовью и восторгом к увиденному вами. "Лесные фото" ( барсук, жучки, улиточка, ягоды) - кусочки живой жизни. Огромный восторг у меня от Пика Тальцинский! Спасибо Вам, Лена и Юра! Жду следующих отчетов.

Отчет замечательный...

babrrrr:
После длительных дождей смыло половину дороги и парковку перед базой отдыха.

Красиво,интересно,молодцы
Prius 20,
Leaf Azeo S Mark II JZX-100 Mark II JZX-90 Vaz 2112

И отчёт понравился, и автор очень симпатичная.

Интересно читать такие отчеты: искренне, эмоционально, красиво.

А, что с рыбалкой там? Тоже платно?

А, что с рыбалкой там? Тоже платно?
Рыбалка бесплатно. Мы сами ловить не пытались, но видели, как рыбаки вытаскивали небольших окуней. И, говорят, водятся щучки.

Отчёт понравился...

...да ужжжж...мздоимство процветает.Везде!
...вот поэтому и никуда не езжу в последние годы дальше своей дачи...)))....нет,не денег жалко,а просто из-за принципа нет никакого желания платить "за воздух" какому-нибудь ушлому "бизнесмЕну..)))

p.s. а на даче красотаааа.......лес,Катунь-кр асавица,свежий воздух..*)))

Artoba:
Отчёт понравился...
...да ужжжж...мздоимство процветает.Везде!
p.s. а на даче красотаааа.......лес,Катунь-кр асавица,свежий воздух..*)))

Повтор: Блин, Саня, не дразни и не зли... Заныкай лучше настоечку из кедрача, авось доведется вместе употребить...

На одной из фотографий вы фотографируетесь взявшись левой рукой за борщевик. Он же ожоги дикие до костей оставляет.
Мой отзыв: Volkswagen Touareg 2008

Александр_Диз:
Я этого не знала!!! Сейчас посмотрела в Google - действительно очень ядовитый. Нам повезло, что мы его не ломали...

нп около Новосиба
Levem:
Ну, вы удивили, мадам. Вам ли скитальцам, да еще выпускникам НГУ слепо верить в инфу, полученную из инета.
Надо будет еще написать в каком-нибудь форуме, что и кости сок растворяет - мигом инфа раскопируется по инету. Самое прикольное читать описание страданий мужика, употребившего лист борщевика за неимением туалетной бумаги во время остановки автобуса на пис-стоп - это классика. Но, даже и тут приврали - если бы он использовал для этого лист кавказского вида, то проблем у него начались, если бы он потом ходил на солнце без трусов.
Доверяй, но проверяй (в том числе и инфу)!
Не растут в Прибайкалье пока такие опасные виды борщевика, не растут, и, тем более, в горах Прибайкалья! На Кавказе есть (борщевик Сосновского и борщевик Мантагацци), в Европе понасадили в своё время этих кавказских гигантов, скотину кормить хотели задешево, да и декоративно выглядят. До основной Сибири пока эта гадость не доползла. На Камчатке там совсем отменный на вкус вид борщевика (борщевик шерстистый, или сладкий). Чем, если не пучкой утолить жажду или голод - срываешь дудку пожирнее и помоложе, чистишь и кушаешь - свежий морковный вкус. От мала до велика едят, кто знает. А нераспустившиеся соцветия в суп как зелень добавляли, да и сами дудки тоже. Согласитесь, такое название русские дали этому растению не от балды.
Судя по всему, Reiser в сторону Катуни имеет планы попасть. При случае может засвидетельствовать мою закусь в виде дудки борщевика (самагонь на кедраче, разумеется, моя)
В дороге и веревочка пригодится...

Хороший отдых,молодцы.

Заныкать-то,Алексей,недолго..) )))...главное-употребить..*))) )...а самое главное-употребить в хорошей компании..:*)))))
...подскакивай,-употребим!*)))

Спасибо за содержательный и подробный путеводитель по этим местам!
Давно искал!
Отличный отчет!
Я люблю работу, она очаровывает меня. Я могу сидеть и смотреть на неё часами!!!

Levem:
Конечно есть выгоревшие места и сухой лес....но в целом все также красиво и не мрачно, будем надеяться, что скоро молодая поросль скроет выгоревшие проплешины....главное, чтобы больше не возникало таких пожаров....а это зависит и от всех нас туристов...

молодцы красавцы каждый месяц проезжаю мимо так и не был там(((

Фотографии изумительные, отчёт отличный. Все Ваши отчёты прочитал - так и хочется самому туда поехать. Спасибо.

Молодцы!!! Фото супер!!!

KDL38:
Молодцы!!! Фото супер!!!
Это мой муж - хороший фотограф! :)

Отличный отчёт как и все ваши остальные! Мы живем в уникальных местах. Очень хочется, чтобы о них узнало больше народа как в России так и во всём мире, продолжалась и развивалась работа в их разумном туристическом освоении. И наши хураловцы не сидели на своих заседаниях с задумчивыми физиономиями от мыслей как залатать дыры в бюджете республики. Золото туризма рядом, подними и возьми его, не можешь сам в конце то концов так привлеки профессионалов, их в мире немало. Порой обидно бывает донемогу за то что подобные регионы в мире процветают, а мы ведем себя как последние лузеры, жалуясь на безработицу, нехватку денег и отсутствие градообразующей отрасли в регионе. Просто пипец как обидно.

перекуп777:
Полностью с вами согласна! Мне тоже обидно за наш Забайкальский край.

Классные места!

очень понравилось, и фото и сам отчет, все емко , легко читать!

телефон Теплых озер не могу найти! Как забронировать подскажите, пожалуйста

дорога до Тёплых озёр убитая напрочь. Хоть бы грейдером прошли её

За прошлое посещение база отдыха теплые озера мы с любимым успели побывать только в двух кафе: автентичном «Бату Хаан» и «Мельнице». В первом дегустировали национальные блюда монгольской кухни со слишком сложными названиями а-ля «бууз». Любимому понравилось, я же не слишком большой ценитель такой кухни. Мне больше понравилась «Мельница»: красивый вид с балкончика, привычные блюда европейской и русской кухни. Блины, уха, салаты «Цезарь» и «Греческий». Все, как люблю.
Сергей Цветков
Друг пригласил меня на пару деньков поехать на базу отдыха под Иркутском. Выбрали базу Теплые озера, там отлично отдохнули, хорошее место, очень понравилось. Заходили в «Мельницу». Понравился большой выбор вареников – мы брали с кедровыми орехами и брусникой! Очень вкусные, обязательно попробуйте!
Леонид Строгинов
Отдыхали тут, несколько раз обедали в Мельнице. Что могу сказать, готовят очень хорошо. Мне особенно понравилось, как тут подают мясо. И цены, кстати, вполне доступные.

Столько хвалебных отзывов про Мельницу, что захотелось обязательно посетить ее следующим летом, когда поедем на Байкал!!!
Теплые озера на самом деле никакие не теплые, это просто название, маркетинговый ход для завлечения туристов, ворда там такая же как и в обычных реках по погоде, просто теплее чем в горной реке и Байкале. Плата за вход на территорию 2020 год 300 рублей с человека и 500 рублей с машины, Охранники бешеные, необученные, своих полномочий не понимают рано или поздно они попадут под суд слишком агрессивные не понимают разницы между территория турбазы и общедоступная территория. Собственник узурпировал общенациональное достояние распространив запреты на всю территорию озер запретив рыбалку и палатки...
Елена Быкова
телефон Теплых озер не могу найти! Как забронировать подскажите, пожалуйста
там людей больше чем в сочи и все дороже чем на юге.

Еще один любитель халя вы((. А мусор за вами должны собирать и вывозить бесплатно? А туалеты содержать? А во сколько обошлось строительство пирса,которым вы пользуетесь,можете подсчитать!! Сколько стоят шезлонги? Тупая совковая привычка-считать ,что вам всё кто то должен делать бесплатно((.
Александр Кураленко
Еще один любитель халявы((. А мусор за вами должны собирать и вывозить бесплатно? А туалеты содержать? А во сколько обошлось строительство пирса,которым вы пользуетесь,можете подсчитать!! Сколько стоят шезлонги? Тупая совковая привычка-считать ,что вам всё кто то должен делать бесплатно((.

vb2002
Александр Кураленко:Родные края, красота!..А так если разобраться, вот это мздоимство на озерах и других местах, каким - либо законом или нормативно - правовым актом регулируется?...Там что частная территория...
Умиляюсь просто. А давай,ты будешь убирать и вывозить мусор бесплатно,туалеты содержать за свой счет,построишь пирс-и тогда запускай народ бесплатно)). Хотелось бы вопли твои тогда послушать,что ты тратишь на всё это большие деньги,и их надо компенсировать. Что за тупая жажда халявы? Почему вам должны всё делать бесплатно? Тупая совковая привычка..

Levem
Вы платите за то что ваш мусор вывозят с базы! Вы платите за содержание туалетов! За постройку пирса, за шезлонги-всё это стОит больших денег.и никто не обязан вам этт делать бесплатно!!

Александр Кураленко
Levem:Видели пару раз, как люди пытались просить какие-либо нормативно-правовые документы у охранников. Ничем хорошим, кроме испорченного настроения, это не заканчивалось. А на отдыхе так не хочется тратить...
А срач за туристами должны бесплатно вывозить? И пирс с шезлонгами стОят немалых денег. С чего вам их должны бесплатно предоставлять? Что за тупость беспросветная?

Александр Кураленко:Минимум, что должно там быть - это утвержденный прайс с ценами, если это город - то муниципалитетом города, с синей печатью! если район - то естественно районным...и приказ уполномоченного...
Какую истину? Срач за туристами бесплатно должны вывозить? Пирс и шезлонги стОят немалых денег.с какого перепугу вам их должны бесплатно предоставлять? Что за тупая жажда халявы?((

Колчедан
Дурак,это ты!! Твой срач должны бесплатно вывозить? Постройка пирса ,шезлонги и тп. тоже недешево обошлись,можешь подсчитать..Или все любители халявы такие тупые ,что до этого не додумываются?((.

babrrrr
А с какого перепугу ты лоджен бесплатно пользоваться? Люди вложили деньги,построили пирс,закупили шезлонги. Срач за туристами вывозят и тд. Кто обязан это делать бесплатно?

noname38
Хорошо отдохнули. Теплыми озерами рулят оборзевшие жулики, при каком-нибудь местном переделе они свое получат. да, речки с названием Борматуха там нет. Есть Громатуха (видимо, потому что гремит -...
А с какого перепугу твой срач должны вывозить беспоатно? И бесплатно тебе пирс строить? Ты сам делаешь так?

Елена Демидова
Тон смени, маленько. В принципе, я обычно не общаюсь с людьми, использующими слово "совковый", так как это практически стопроцентный индикатор гнилья.
Мне никто ничего не обязан. И я не обязан платить там, где по определению не может быть частной собственности.

У тебя, что заклинило?!

Елена Демидова
Они как раз с меня денег не взяли ещё и извинились, дура.