Три грани Алтая. Наше первое дальнее автопутешествие

03.03.2016 | 55156 просмотров

Исколесили весь Урал, хотелось уже и дальше. Алтай был нашей мечтой. И он нас ждал, верите-нет. Месяц провела, зарывшись в сайты и отчеты, продумывая маршрут и рассчитывая финансы (а их как бы негусто, если что). И вот, все готово, долгожданный отпуск выцыганен, сын Сашка, 9 лет от роду, роет землю от нетерпения, наш верный Фомка (Форд Фокус по паспорту) забит всяким барахлом (и откуда столько всего набирается…), немножко страшно, конечно… Ну все, экипаж из 2 человек готов к старту. Поехали.

1 день

Старт в 5:30. Екатеринбург—Тюмень—Ишим—озеро Ик, что под Омском. 800 с копейками км. Вообще, о километраже. До первой нашей базы на Алтае было 2100 км. В принципе, это расстояние проходится за 2 дня. Но опыт показал, что больше 900 км в день мне дается очень тяжко. Поэтому решила рекордов не бить, а ехать спокойно своим темпом, пусть даже дорога займет на полдня больше. Итак, хмурый и туманный Екатеринбург сменяется знакомыми золотыми полями, звучит любимая музыка, мелкий смотрит с планшета накачанные на флешку фильмы, точим запасенные бутерброды… За Тюменью гаишник проверяет документы, интересуется, куда едем. Услышав, что на Алтай, недовольно ворчит: «Что, поездов что ли нет?» Ну, как ему объяснить? Зачем нам поезда и самолеты?))

Тюменская область в сторону Омска не радует дорогами. Активные ремонты, светофоры наставлены чуть ли не каждые 3 км, в результате — стоишь столько же времени, сколько едешь. За Ишимом вообще встряли в мертвую пробку, часа 2 тупо стояли, не двигаясь ни на метр.

Озеро Ик, что в районе Крутинки, встречает нас прекрасной погодой, как добрых друзей. Красиво, душевно, настроение шкалит. Закат, разноголосье птиц. Комары. Много комаров))) Деревенский хлеб, палатка, ужин и моментальный отруб, что у меня, что у сына.

2 день

На свежем воздухе, да в уютных спальниках продрыхли аж 12 часов, в результате выехали только в 9. Беспроблемный обход Омска, пересекаем Иртыш — и вперед, к Новосибу, по трассе М-51 «Байкал». Дорога прекрасная, едется ух как. Немало стационарных камер. Потом, уже дома, получила-таки одно «письмо счастья» с этого участка. Поржали над заправкой ГПН в чистом поле.

Поздний обед в отличном кафе «Горизонт», и встаем на ночевку в мотеле «У Татьяны», не доезжая немного до Новосиба. Читала потом, что много негативных отзывов об этом месте, но нам понравилось. Чисто, тихо, хорошая столовая внизу. 1000 за двухместный номер.

3 день

Оладьи на завтрак — и в путь. Радостное нетерпение, сегодня мы увидим Алтай… Будучи наслышана о новосибирских пробках, прокладываю на навигаторе путь в обход. Обь впечатлила своим размахом. Потусили там, на мосту, около Новосибирской ГЭС.

И вот — Чуйский тракт, начало. Барнаул, Бийск, Горноалтайск… Ждем, ну когда же уже будет стела на въезде в республику Алтай… И вот и она. Обязательное фотканье, налет на местный медовый прилавок (я ж не предполагала, что дальше мед будет на каждом шагу продаваться))), Катунь. И первые горки вдали. Маленькие, но нам и они кажутся ого-го какими.

Первая часть нашего алтайского маршрута вела в цивилизованный Алтай, туристический. Это направление на Чемал, вдоль Катуни. Огромное скопление баз отдыха, кафе, высокая плотность движения по дороге. Чемальский тракт здесь живописен и извилист, местные лихачи обгоняют аккуратно ползущую машину с уральскими номерами.

Лопаем обжигающе вкусные местные манты в Манжероке, еще чуть-чуть — и мы в точке назначения, на базе отдыха «Рафт-Премьер», что за селом Чепош. Я там заранее забронировала на 3 дня домик, обошелся в 425 руб. с носа в день. И вот, вечер, вещи перетасканы в наш смешной домик-«скворечник», в котором пахнет деревом. Фомка поставлен на охраняемую стоянку, а мы идем (мелкий — несется) на берег. И вот она, Катунь. Какого-то очумительного цвета, мягко-бирюзового (на вечерних фотках не передается). Горы вокруг. Песчаный берег. Воздух такой, что… не знаю даже, как описать… Необыкновенный воздух, в общем. Мы приехали. Мы это сделали. Мы – на Алтае)

Немного поподробнее о базе отдыха «Рафт-Премьер». Обширная территория, в густой зелени, прямо на берегу Катуни. Живописнейшее место. Своя кухня, где мы собственно и питались эти 3 дня. Домики разные, от коттеджей со всеми удобствами до миниатюрных двухместных «скворечников», где мы и поселились. Удобства в таком варианте — на улице (биотуалеты), есть душ и баня. Организовываются экскурсии. Чисто, немноголюдно. Очень рекомендую. Кстати… комаров на Алтае нет, йихуу!

Наш скворечник.

4 день

Завтрак на берегу Катуни. Утренняя прохлада. Народу — никого. Куча нахальных бабочек, которые садятся чуть ли не на нос. Поваляться в гамаке, кайф… Берем с собой на кухне бутерброды и вперед, сначала — в Манжерок.

Манжерок. Кучи, кучи туристов. И жара, больше 30 градусов. Канатная дорога на вершину горы Малая Синюха, высота — 1096 м. Билет — 350 взрослый и 150 детский, вроде как-то так. Едешь с полчаса, смотришь, фоткаешь, красиво.

Наверху особо заняться нечем, есть кафешка, фотки в костюмах и с коршуном Филимоном на плече (аналог южной обезьянки))) Кучи тряпочек на деревьях. Меня эта туристическая манера с завязыванием тряпочек всегда несколько коробила, поэтому мы ничего не вязали, прогулялись, поглядели на виды и на хижину шамана, да вниз.

Дальше двинули назад по Чемальскому тракту, где в нескольких км располагался въезд в Особую экономическую зону «Бирюзовая Катунь». Это такая обширная территория, со своей инфраструктурой и кучей всяких развлекух. При въезде платишь 100 руб. за машину, а там уже покупаешь билеты туда, куда хочется. Мост туда роскошный ведет.

В «Бирюзовой Катуни» нас интересовали Тавдинские пещеры. Покупаем билеты (250 взрослый, 150 детский) на часовую обзорную экскурсию. Ну, что могу сказать. Сама экскурсия — интересная, веселая, разнообразная, проходит не только по пещере, но и снаружи. Сама пещера — не очень впечатлила, наша Кунгурская гораздо круче. Ну, и то, что группы туда водят оооочень многочисленные, человек по 30-40 — половину экскурсии приходится ждать, пока подтянутся отстающие. Но это все ерунда, все равно понравилось. Фотки из пещеры у меня не получились, фотик не тянет, поэтому так, немножко снаружи.

После расположились около моста, устроив отдых и перекус запасенными бутербродами.

Далее мы проехали еще на несколько км до Барангола. Там тоже находится зона отдыха под названием «Царская охота». Туда, кстати, можно заехать любителям расслабиться на бережку или просто с маленькими детьми — там имеется очень славный бассейн. Ну, а мы туда пошли, чтобы перейти там Катунь по подвесному мосту и попасть на Камышлинский водопад, т.к. это самый короткий путь до него. Проход по мосту платный, 150 и 100 руб. отдали за взрослый и детский пропускные браслетики. Переходим Катунь и топаем вдоль берега, по тропинке, пару-тройку км.

Вот и Камышлинский водопад, один из самых легкодоступных и посещаемых на Алтае. И это сразу чувствуется, увы. Народу там — тьма. Все фоткаются, лезут в водопад, тетеньки с селфи-палками повсюду...

P.S. Я, естественно, тоже полезла в водопад фоткаться))) Потом — домой, на базу, дрыхнуть.

5 день

Ясное утро, снова не могу удержаться от фотографий нашего берега, уж очень он классный. В ожидании завтрака строим песочные замки.

Потом едем в Чемал. По дороге заскакиваем посмотреть на Гребень дракона — цепочку скал, выступающих из Катуни. И впрямь, можно представить, будто под водой там дремлет древний летающий ящер.

Чемал широко разрекламирован на алтайских ресурсах, но я не прониклась его прелестью. Может, из-за дикой жары (днем там было 45 градусов), может, из-за отсутствия нормальных подъездных путей — все перекопано, ремонты, пылищща…

Очень хотела побывать на острове Патмос, где находится женский монастырь. Туда ведёт с суши подвесной мостик. И проход только по 6 человек. И из-за этого ограничения там на этот мост выстроились такие очереди с обоих концов, что мы постояли-постояли и плюнули, не желая тут торчать еще часа 3, а потом столько же, чтоб вернуться обратно.

Окрестности Чемальской ГЭС — эдакий луна-парк с алтайским колоритом. Множество киосков с сувенирами, аттракционы, веревочные парки, тарзанки, кукуруза, кафе, полно народа и отсутствие элементарных скамеек и урн. Не совсем в нашем вкусе, в общем)) Хотя по кукурузине сточили с удовольствием, посмотрели на Чемальскую ГЭС, разрушенную наводнением 2014 года, но все же действующую.

Еще увидела остатки моста, разрушенного тогда же. Глядя на них, можно понять, до какого уровня поднялась тогда Катунь…

Самое там классное — это слияние рек Чемал и Катунь. Контраст цветов впечатляет.

Изнемогая от жары, дальше мы решили поехать снова в ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», где на территории имелось искусственное озерцо и пляжная зона. Сашка ликовал, уж очень ему хотелось купаться.

Я не любительница таких пляжно-волейбольно-лежачных мест с кучей народа, поэтому убегала иногда, валялась на травке рядом с машиной и пыталась сфоткать тамошних сусликов. Их там тьма, можно даже с рук кормить, но вот фоткаться они категорически не любят.

Там же, в «Бирюзовой Катуни», мы записались на рафтинг. В принципе, это можно сделать там чуть не на любом углу, везде висят предложения и рекламы. Ценник — 500 руб. с человека, за 2-часовой сплав. Я сначала чуть было не записалась прям у нас на базе (там цена уже выше — 800 с носа), но потом спохватилась, поняла — зачем переплачивать посредникам, и записалась непосредственно у сплавщиков.

И вот, час «Ч» настал. Группа скомплектована, инструктаж проведен (страстей порассказывали, ужасть))), одеты каски и спасики. Фотик и все вещи оставлены на берегу, одето то, что не жалко вымочить, как нас и предупредили. Готовность №1)))

Ну, что вам сказать… Я там чуть в штаны не наложила, на порогах. Рафт ухает в водяную яму, его захлестывает огромным валом, дыхание перехватывает от страха и ледяной воды… нет, смотри-ка, выплыли, йихуу, все дружно машем фотографу и не обращаем внимания на стучащие от холода зубы. Короче, это супер, реально. Мелкому моему жуть как понравилось, ворчал, что мало. Теперь у него за плечами есть категорийный порог.) Вышли с рафта, замерзшие, голоднющщие… «Мяса мне, мяса!» — требовал Сашка. Сточил 2 порции стейка и был, наконец, утащен до дому.

Вот они мы — две тыквы там, посередине, сзади — красавцы, ага? А каски — архи-нужная вещь, оказывается. Особенно когда тебе перепадает веслом от гребущего)))

6 день

В этот день у нас был намечен переезд и начало 2-ой части нашего алтайского путешествия — Чуйский тракт и настоящий Алтай, не-туристический. Именно этой части я лично хотела больше всего. Погода решила поберечь нас от нещадной жары и припустила дождиком, тем самым дав нам возможность увидеть новое лицо Алтая — горы, одетые облаками, солнце в разрывах туч, клочья тумана над лесом… Сашка говорит: «Мам, я такое только в фильмах видел…»

Проезжаем по Чемальскому тракту до Усть-Семы и уходим собственно на Чуйский тракт, который проходит вдоль реки Чуи и ведет прямо к границе с Монголией. Количество машин резко сокращается. Можно сказать, они почти исчезают.

Чуйский тракт… Я читала, что его называют самой красивой дорогой России. Но я не представляла, насколько реально это может быть красиво.

Проезжаем Семинский перевал. Он хоть и самый высокий на Чуйском тракте (1894 м над уровнем моря), но абсолютно незрелищный. Поле, стела, рынок, вкуснейшие беляши)))

Перевал Чике-Таман (1460 м) поинтереснее. Особенно подъем на него и спуск, там дорога тааакие вензеля выписывает… Наверху тоже рыночек, а также стоит юрта, где бабушка прямо при вас печет вкуснейшие алтайские лепешки и поит вас травяным чаем.

Делаем остановку на плато, с которого открывается вид на слияние Чуи и Катуни, и вообще — на панораму вокруг. Дождь как раз кончился, облака стало растягивать… Воздух напоен такой свежестью и ароматами трав, что все внутри звенит от щенячьего восторга, а сынище носится, как угорелый))

Добавляем свои маленькие каменные туры к десяткам уже стоящих.

Не могу удержаться, чтобы не сфоткать нашего верного Фомку)

И дальше в путь. Ощущение сказки…

Вскоре видим площадку у дороги, на которой установлен своеобразный памятник — 2 машины. Что-то так пробрало… Да еще текст песни, про Форд, прочитала… Короче, еще аккуратнее стала там ездить, а то вдруг знак, мало ли))

Потом сделали еще одну остановку, у водопада Ширлак (Девичьи слезы). Народу — ни души. Сашка, вспомнив мои подвиги на Камышлинском водопаде, ринулся купаться в этом. А добрая мама, мотивируя тем, что кадр не получился, загоняла его туда раза три)))

Вечерело. Мы подбирались к конечной точке нашего маршрута — селу Акташ. И, вытянув шеи, вглядывались в просветы между облаками, — ну где же, где они, снежные вершины? Я читала, что как раз где-то в этих местах они должны уже быть видны. Но пока их было не видать.

Прибыв в Акташ, мы столкнулись с тем, что там нигде свободных мест нет. Я заранее ничего там не бронировала, посчитала — а, фигня, разберемся как-нибудь… ну, вот и поплатилась за легкомыслие. Хотя, как дальше выяснилось, все оказалось к лучшему, и мы действительно со всем разобрались. Но все же, считаю, что лучше заранее бронировать в этих краях, т.к. баз тут немного, в отличие от чемальского направления.

В уже сгущающихся сумерках мы дернули дальше Акташа. И там, на турбазе Мёны (тоже заполненной, кстати) нам таки выделили на пару ночей третий этаж прекрасного дома, и всего за 700 рублей в сутки за двоих (к примеру, б/о «Отдых» в Акташе имеет расценку 1600 рублей за трехместный домик).

Наш бревенчатый номер и вид из окна.

Немного о базе отдыха «Мёны». По сравнению с «Рафт-Премьером» — миниатюрная по размеру. Штук шесть домиков и большой трехэтажный дом, бельэтаж которого мы нахально и заняли. Электричества нет, оно кончается в Акташе. Зато есть собственный генератор, который включается во второй половине дня. Все удобства на улице, и самой простейшей системы. Готовить самим: либо на костре, либо плитку привозить, либо, как мы, на горелке. Воду набирать из ручья. Вода чистейшая, кстати, и очень вкусная. В общем, чисто по бытовому устройству — все по-спартански. Но, знаете, только пожив там, я поняла, почему в одном из отчетов автор писала, что, несмотря на все бытовые неудобства, эта база понравилась ей больше всех. Это природа вокруг. И люди, атмосфера. Там хорошо, и баста.) А с хозяевами-алтайцами мы вообще сдружились, особенно с Аржаном, который взял над нами эдакое шефство на те дни, пока мы были в тех краях. Алтайцы — до чего ж они все-таки другие. Открытые, теплые, простые… Ну, или нам так везло.)

Наш дом и сердитый сын в окне. Не хотел фоткаться)))

7 день

С утра потопали на гейзерное озеро, которое находится буквально в 300 м от базы. Пригодились, наконец, резиновые сапоги, т.к. часть пути проходит по болотцу. Озеро крохотное. Цвет, конечно, необыкновенный. Со дна происходят медленные выплески, которые поднимают ил причудливыми разводами.

Потом занялась устройством нашей экскурсионной программы на ближайшие дни. У нас было 2 главных цели — ледник и перевал Кату-Ярык с водопадом Куркуре. Насчет ледника я договорилась через Аржана, что поднимаемся туда завтра. А вот с Кату-Ярыком мы встряли. Дело в том, что экскурсия туда довольно дорогая — 12-14 тысяч. Обычно эта сумма раскидывается на всех, кто набирается в машину. Но так получилось, что на тот момент, когда мы искали спутников, никто туда не собирался. Был, конечно, вариант ехать туда на своей машине. Изначально я так и планировала, но, поговорив с теми, кто там бывал, я отказалась от этой затеи. Машина далеко не новая, подвеска оставляет желать лучшего и, боюсь, путь на Кату-Ярык ее бы просто добил. А нам так-то еще обратно вернуться хотелось бы.

Поэтому мы пока решили сгонять до Акташа, поспрашивать там насчет компании на Кату-Ярык, доехать до скал Красные ворота, поесть в кафе и затариться продуктами в магазине. Что и было исполнено. До Красных ворот доехали, компании на перевал не нашли, покормила Сашку в кафешке «М-52», а в супермаркете Мария-Ра накупили всякой снеди и арбуз в том числе.

Ущелье «Красные ворота».

Главный торговый центр Акташа:

И вот, при возвращении из Акташа на базу, мы, наконец, увидели то, что тщетно выискивали прошлым вечером. Снежные вершины, вот же они! И, мало того, они прямо над нашим домиком, надо было только немного отойти и поглядеть вверх.

Восторгу ребенка не была предела. Имея свободную половину дня, мы прихватили арбуз и отправились дальше по Чуйскому тракту в поисках места для пикника с видом на горы. Нашли прекрасное местечко на берегу Чуи — аромат трав, стрекот кузнечиков… Где и предавались поеданию арбуза (сахарным оказался, ммм) и злостному разложению пару-тройку часов.

Когда возвращались на базу, все такие счастливые и довольные, я пробиваю колесо на ремонтном участке дороги. Это, видимо, чтоб жизнь совсем уж медом не казалась.))) Аржан мне ставит запаску, я вдумчиво наблюдаю, как это делается, впервые колесо пробиваю как-никак))) Там дырища сантиметров 6 длиной и куча камней внутрь набилась, мужики в шиномонтажке аж поразились. Махом нашли мне колесо на замену, поменяли быстро, как на пит-стопе, честь им и хвала. За все про все отдала 1000 руб.

В завершение дня — не удержалась. Вечер, луг, туман, пасущиеся кони… Эх, а почему бы и нет, ведь умела когда-то… Попросила самого смирного коняжку, залетела в седло… И ведь помню же, дааа)) Ух, как я галопом по лугу, аж сама не ожидала. Это такой кайф…

А потом была термоядерная баня))) Я в такой жаркой бане, наверное, никогда еще не была — дольше пары минут не могла в парилке выдержать. Вывалились, чистые и распаренные — а над головой сверкающее звездами небо, какого никогда не увидишь в городе...

8 день

Горы, мы идем к вам. Сегодня у нас восхождение на ледник Малый Актру. Встаем по будильнику и двигаем в Курай, который находится буквально в 100 км от монгольской границы. Виды по дороге просто обалденные.

В Курае затариваемся в магазине перекусом и подъезжаем к другой базе, где нас уже ждет УАЗик и двое других участников экспедиции — пара из Кемерово. По ценам. Заброска (ну, и выброска, естественно) на Актру стоит 6000 руб. с машины. Т.е. нам она обошлась в 3 тысячи. Погрузились, поехали.

Теперь ода УАЗу. Нет, я знала, что это мега-крутая машина. Знала. Теоретически. Но я не представляла, насколько. Это не машина, это реально танк. Заброску на ледник сложно назвать дорогой, это сплошное и дремучее бездорожье и форсирование нескольких рек. Нас швыряло в машине, как теннисные шарики, сплошной восторг и адреналин))) А водитель, коренной алтаец, невозмутимый и добродушный, говорил: «Дак это асфальт был, вот скоро немножко потрясёт». Попутно от него узнали много всего о местной жизни, о том, что у него 50 баранов, и это считается чуть ли не бедностью, о местных религиях и контрах с казахами, о грибах и диких зверях, которые тут водятся, о повышении цен на мясо и о том, как он служил на подводной лодке… «А вот в этом месте мы однажды перевернулись с туристами», «А здесь по весне вода переливается через капот», «А это жимолость, очень полезная ягода»…

Пару раз останавливались размяться. Горы все ближе. На лугах пасутся дикие кони.

Приехали. Альплагерь Актру. Здесь несколько палаточных лагерей, альпинисты приезжают сюда всерьез и надолго. Дальше только пешком. Машина с водителем остаются нас ждать, а мы топаем наверх.

Вон он, впереди, слева — ледник Малый Актру, наша сегодняшняя цель. Справа — ледник Большой Актру и где-то там Голубое озеро. Хотелось и туда, но дотуда идти часа 4, как нам сказали, поэтому пока ограничимся Малым.

От альплагеря в горку идет неплохая тропинка, хоть и крутовато, но лезем бодро, настрой боевой. Вскоре тропа выводит к водопаду. Я не знаю, как он называется. Но это самый классный водопад, который я когда-либо видела. Фотки не передают его масштаба и мощи. И он живой такой, естественный, незахоженный. Вот прям настоящий водопад)) Перейти на ту сторону оказалось не так-то просто, но кое-как по камням перебрались.

После водопада тропинка еще некоторое время видна, а потом совершенно теряется среди камней и сыпух. Казалось бы, вот он, ледник, недалеко совсем, добраться — раз плюнуть. Но не тут-то было. Дорожек там нет, все камни под ногами — «живые», то и дело все начинает вместе с тобой ехать, «Осторожно, камни!» — кричишь… А внизу — нормальный такой обрыв, если что — только ушки доедут. Мелкий лезет, молодец. Сначала тряслась за него, а потом притомилась трястись, аккуратно парень ползет, всеми четырьмя конечностями вгрызается.

И вот он, край ледника. Из-под него, из ледяной пещеры, вырывается река, та самая, которую мы переходили еще внизу, около машины. Масштабы всего просто подавляют. Фотки не могут этого передать.

Солнце шпарит. Здесь, на льду, очень сильный и холодный ветер, пригодились ветровки, которые взяли с собой. Горячий чай из термоса, пицца из магазинчика в Курае… Ух ты, огромная трещина в леднике. Вода срывается вниз. Рассказываю Сашке, как это опасно — провалиться туда, не выберешься обратно… И тут видим других путешественников, которые машут нам и жестами показывают, что надо идти к ним. Ладно, идем. Оказалось, что мы стояли на карнизе этой самой ледяной трещины, сами того не видя, на очень опасном месте, вот они нам и просигналили. Спасибо им.

Фотка покорителей. Мы сделали это.

Дальше не полезли. Лёд, ветер и реально страшновато. Да и время поджимало. Обратный путь был непрост, в первую очередь — для Сашки. Устал, мелочь пузатая) Да и я тоже. Неторопливо поползли обратно по осыпям. Наконец, добрались до водопада, в котором за это время ощутимо прибавилось воды из-за активного таяния снега наверху. Перебраться стало еще сложнее. В процессе — уплыл кроссовок мелкого. Ладно, поймали. И все, тропинка, внииииз, к УАЗику. Кемеровчане уже вернулись с час назад, женщина так и не долезла до ледника, мужчина все-таки сползал в одиночку.

Обгорееели… ужас))) Ладно Сашка, у него хоть козырек у кепки был, а я вернулась с совершенно пунцовым носом и ушами, которые у меня начали на следующий же день облазить. Шея, руки… короче, все сгорело и сошло потом лохмотьями кожи.))

По дороге обратно сделали небольшой крюк и заехали в гости к очень интересному человеку, Колей его зовут. Стоит такой круглый домик в степи, в окружении гор, и там живет один парень, лет 30 с хвостиком. Приехал несколько лет из Подмосковья… и влюбился в эти места. Отстроил здесь домик, сам, конструкция — просто чудо инженерной мысли. И живет-поживает. Окна в домике — по кругу. Специально так сделал, говорит: стоишь внутри, смотришь, а в каждом окне — картина, сделаешь шаг — и уже другие картины… На стене гитара висит. Игручая собака Дашка носится вокруг, с Сашкой они дюже подружились. Ветер, трава, кузнечики и хищники парят. И тишина. Кемеровчане удивлялись, ну как же так, как можно обречь себя на такое одиночество… А я его понимаю. Очень доброжелательный человек, рад гостям, напоил нас чаем. Хочет второй этаж надстраивать, а на первом — чайную устроить и картины местных художников продавать.

Вернувшись вечером с ледника, мы… как бы это сказать… оказались бомжами.)) Наш третий этаж пришлось освободить, поскольку туда заезжали люди, которые заранее бронировали домик. Но Аржан помог нам через своих знакомых найти жильё. Едем снова в Акташ и получаем в свое распоряжение маленький домик, с белёными стенами и русской печью. А еще с газом, светом, умывальником, холодильником и прочими благами цивилизации. Почему-то особенно я радовалась разделочной доске, кто бы подумал, что я так по ней соскучусь.))) Ужин, после топаю в баню и снова любуюсь звездами, сидя рядом с уютно горящими окнами нашего домика. Кожа горит после солнца, ноют конечности… но так хорошооо.

9 день

Никуда не ездили, просто тюленили дома. Я отмывала машину, ходила в магазин и готовила еду, как почтенная скво. Жутко болели ноги после вчерашнего, поэтому я и передвигалась, как почтенная скво.)) Ну и плюс ожидали, не объявятся ли желающие на Кату-Ярык. Желающие не объявлялись, и меня это ввергало в печаль, так как ну оооочень туда хотела. Вечером позвонил Аржан, узнал, что мы маемся фигней и заявил, что завтра устроит нам экскурсию по близлежащим красотам. Ура.

10 день

С утра Аржан погружает нас в машину («О, УАААЗ!!» — уважительно восклицает Сашка))), и мы двигаем в окрестности села Чибит. В нескольких км от него есть место, где реку Чую зажимает в узкой каменной теснине. Очень опасный участок для сплавщиков, высшая категория сложности. Несколько могил на берегах об этом напоминает. А сверху — просто красиво. Малый Кату-Ярык, так называют это место, по словам Аржана.

Дорога от Чибита туда недолгая, но щекочущая нервишки — прямо по краю обрыва. Особенно разворачиваться там душевно — часть машины аж над пропастью нависает.

После доехали до малоизвестных, но красивых водопадов, тоже недалеко от Чибита, — Улары и Карасу. Карасу особенно понравился. Пробираясь по тропинкам, смотрим внимательно под ноги — Аржан предупредил, что встречаются змеи. Они тут двух видов — гадюка и… забыла название.)) И оба вида ядовитые. Змей не встретили, хотя на Камышлинском водопаде (который первый у нас был), там видели одну, ага.

Водопад Улары:

Водопад Карасу:

В процессе покатушек в голове все как-то утряслось, и я решила — ну, значит, не судьба в этот раз побывать на Кату-Ярыке, ничего страшного. Зато будет повод приехать сюда вновь. Душевно распрощались с Аржаном, клятвенно заверив, что приедем снова. И стали собираться. Хотелось уже дороги и новых мест. И впереди была третья часть нашего алтайского путешествия.

11 день

Утро, все погружено, машина помыта, съестные припасы пополнены… Задаю в навигатор новый населенный пункт — Иогач. Да, третья грань нашего  Алтая — это Телецкое озеро, 500 с лишним км до него, нормалёк. Путь назад по Чуйскому, уже почти без остановок.
Погода хмурилась. Снова перевалы под дождиком… На Чике-Тамане совершила налет на местный базар, где затарилась подарками — сбором алтайских трав, магнитиками и носками из верблюжьей шерсти. Там же обнаружила, что у меня спущено колесо, то самое, которое меняли. Сколько я с таким ехала, неизвестно. Накачала, потом постоянно проверяла — вроде не спускает.

До Усть-Семы, вновь мимо Бирюзовой Катуни, которую Сашка провожает тоскливым взором… И до Горноалтайска, где уходим с Чуйского тракта и поворачиваем на Телецкое. После Чуйского тракта дорога кажется какой-то… игрушечной. Где горы, где обрывы, где панорамы, от которых захватывает дух? А еще пришлось вспомнить, что дороги бывают фиговые, с ямами, однако. Тоже отвыкла.))

Вид с моста через Бию:

Прибываем на Телецкое, уходим через мост в Иогач. Там 2 городка — Артыбаш и Иогач, их разделяет мост. По сути — это как один город. Самый кипеш, скопление светской жизни, кафе и пристаней — в Артыбаше. Но мне почему-то изначально хотелось поселиться именно в Иогаче. Там, не проехав и 200 метров, встала у забора двора, в котором гордо возвышался катер. Да, прям во дворе. Я не могла проехать мимо, поняла, что мы должны поселиться именно здесь.)) С хозяйкой Ольгой махом нашли общий язык, хотя цена не очень порадовала — 1200 за двоих в сутки. Ну да ладно, рыскать в поисках другого места уже не хотелось. И вот, мы получаем в свое распоряжение второй этаж домика, с отдельным входом. Плитка, водопровод. Отличный душ во дворе. Сад, фонарики, беседки. Добрейший пёс Бим выклянчивает колбасу. Терраска с видом на озеро. Атмосфера южного города. Ощущение, что мы прибыли на море.

О Телецком и об организации там отдыха и жилья. Уже на подъезде начинаются базы. И на самом озере их куча, и частники активно сдают жилье. Собственно здесь все живут туристами. Стоило заехать в Артыбаш, как громкоголосая тетенька с возгласом «Сдаю домики!!!» и с соответствующей табличкой едва ли не перегородила мне путь. Но мне такой агрессивный маркетинг не по нраву, поэтому проехала мимо. Но, опять же, считаю, что лучше все-таки бронировать заранее. Моторных лодок и катеров здесь почти столько же, сколько машин. Это «хлеб» местных жителей. Стоило мне выйти на берег полюбоваться, как ко мне тут же обратились с предложением экскурсий. Прогулки по озеру предлагали все — мимопроходящие люди, хозяйка домика, продавщица в медовом ларьке… В итоге я приехала на главную пристань и там договорилась на утро с мужиками, уточнив цену и шо за судно. Взяла самую долгую, 6-часовую экскурсию, по всему озеру, до самого его противоположного края. Стоило мне это 3000 на двоих (2200 — взрослый, а за ребенка 800 взяли). К слову, цены у всех одинаковые, определенная экскурсия — определенная цена. Удобно.

Далее. Телецкое — это рай для винни-пухов. Мёд там повсюду. Он вообще на Алтае повсюду, но на Телецком его особенно много. Меня же интересовала медовуха. И сейчас я вам про нее расскажу разные премудрости, которые я узнала. Собственно, медовуха — это слабоалкогольный напиток (10-12 градусов), настоянный на меду. Настоящая медовуха ставится на пыльце растений (я не представляю, как это, если что), без всяких дрожжей и настаивается годами. Чем дольше она стоит — тем только вкуснее становится. Обычно продают годовалую медовуху. Я привезла домой 3 (ну, ладно, 2 с половиной))) литра именно такой. Хранить ее желательно в темноте. Вкус… ну, сначала было очень непривычно. Похоже на медовое пиво.)) Или на смесь пива и вина. Но если вы подумаете, что это гадость, — то вы будете в корне неправы. Она вкусная и легкая. Есть же еще один вид медовухи, который многие бодяжат, с целью побольше и побыстрее продать туристам, — это быстрая медовуха, настоянная на дрожжах. Она послабже, более мягкий вкус, но хранится совсем недолго. Вывод: покупайте правильную медовуху!

Кафе. Их там немало, все не изучала, но могу смело порекомендовать кафе «Селена» в Артыбаше, напротив причалов. Хорошее меню, приятная обстановка, адекватные цены. Сюда приходят многие именно с детьми. Категорически не советуют кушать в кафе «У Евсеича». Я послушно обошла его стороной, поэтому не могу сказать, что там такого ужасного, но, если что, имейте в виду.)))

Так, ну что еще… Рыбалка. Было б у нас побольше времени, хотя бы пара-тройка дней, я бы пожалела, что не взяла с собой удочку. Можно было б порыбачить с какого-нить из многочисленных причалов, как местные пацаны, эх…

12 день

К 9 утра пригоняем к назначенному причалу, где нас уже ждал катер (на фотке — который справа).

8 человек пассажиров и капитан, он же экскурсовод, приятный парень, Андрей. Всем обязательно надеть спасики — и в путь. Занимаем места, естественно, на корме, чтоб без крыши, чтоб ветер, брызги, все дела… Движок — Ямаха, катер просто летит, красота вокруг — неописуемая… Просто кайфую.

За нами гонится пиратский фрегат под чёрным флагом, на абордаж, йихууу… Прикалываемся всяко, в общем)))

Сидеть на корме, где ветер, брызги, все дела — таки прохладно, как оказалось, поэтому пригодились захваченные ветровки. Но вот, примерно через полчаса, уже высадка на берег. Мы прибыли к самому знаменитому водопаду Телецкого озера — водопаду Корбу. Сходим на берег, покупаем билеты и стремительно бежим с Сашкой вперед, чтобы опередить весь народ, который начинает высаживаться с приходящих катеров. Корбу красив и наряден, порадовал глаз.

Потом лопаем горячие чебуреки с травяным чаем, посадка на катер — и дальше по Телецкому. Длинный прогон, во время которого Сашка зарылся в спасик, как улитка в раковину, и мирно задремал. А я, наоборот, разве что язык набок не высовывала на собачий манер, млея от скорости, солнца и прыжков катера по волнам. Иногда ненадолго останавливались, Андрей глушил мотор и рассказывал нам что-нибудь интересное.
И вот — южный берег Телецкого озера, самая теплая его часть. Атмосфера каких-то Багамских островов. Народу — мало, на машине сюда не проехать, только по воде. Песчаный берег… Вот оно, Сашкино счастье, — купание. Я валяюсь, зарываясь в горячий песок, нагреваюсь — и в водууу… Брызги, солнце… Отчаянно не хотелось уезжать, Сашка расстроился чуть не до слёз. Но уже придумали план следующего нашего визита сюда.

Следующая остановка — у водопада «40 грехов». Полагалось искупаться в нем, и, мол, 40 грехов с себя смоешь. Мне было жаль расставаться с таким количеством грехов, поэтому просто умылась, смыла пару-тройку, и хватит. Сашка даже вылезать на сушу не стал, фыркнув в ответ на предложение купнуться.)))

Дальше — водопад Чоодор. Красиииив…

И на берегу около него здорово. Местный кинотеатр (что там сегодня показывают? опять про море?)))

Могила шамана, в которую каждому приезжающему полагается добавить камень. Сашка решил не мелочиться с камушком.))

И блинчики, блинчики… На Телецком мы почти непрерывно пускали блинчики.

Ну, и назад, в Артыбаш-Иогач.

Ну, что ж… На этом наше пребывание на Алтае подошло к концу. Немножко грустно… да что там, даже не немножко. Но мы вернемся, обещаю. Кату-Ярык в будущем, и южный берег Телецкого, и долина реки Чулышман, и Голубое озеро в горах, и Большой Актру, и Белуха, да. Мы вернемся.

13 день

Подъем по будильнику, быстрый завтрак, все закинуто в багажник — и вперед, в обратный путь. Все равно по дому соскучились, ага. В Новосибирске я решила не идти в обход, а устроить Сашке (и себе) обзорную экскурсию по городу. Это я зря решила. Не, город очень красивый. Когда заезжали только — прямо картинка к миру будущего, такие футуристические мосты и развязки… Но, боже ж ты мой, почему там столько машин?))) К тому же меня, с моим топографическим кретинизмом, нельзя пускать в такие места, я там всех бояться начинаю и тупить. Короче, я, конечно, промахнулась мимо нужной развязки, упорола не туда, кучу времени провела в пробках, пару раз исполняла не вполне адекватные маневры… Но в итоге мы выехали из Новосибирска, и это было такое счастье.)))

Потеряв время в Новосибе и простояв еще на дорожных ремонтах, вечером излишне поторопилась, в результате — имела душевное общение с гаишниками, которое мне стоило 500 руб.

На ночлег встали в придорожной гостинице «Хуторок», в районе перекрестка на Каргат. Симпатичные интерьеры, прекрасное кафе с восточной кухней, огромные порции правильного плова, демократичные цены (за жилье — 800 руб. за 2-местный номер + 100 руб. за стоянку). Из минусов — душно в номерах, батареи до сих пор топят. Или УЖЕ топят.)))

14 день

Почти пустая трасса до Омска, полет и легкость… К обеду было пройдено 650 км. Решила в этот день проехать по максимуму. Проскакиваем своротку на озеро Ик, которое, как всегда, к встрече с нами принарядилось прекрасной погодой. Но сейчас проезжаем мимо — еще увидимся, обязательно. И дальше. Вот и начались ремонты… Ползем со скоростью черепахи и это выматывает. Еще, чуть-чуть… всё, проехали ремонтные участки, баста, привал. В районе Омутинского, что под Тюменью, оседаем в мотеле. Блин, даже не помню его название. Но там было хорошо, хоть и дороговато — 1200 за номер. Фоток нет.)))

15 день

Ну что, дом, можно сказать, уже на горизонте. Сашка отсчитывает оставшиеся километры. В районе Тугулыма — просто сказочная трасса. Нельзя такие трассы делать, там невозможно 110 ехать. Еще минус 500 руб. в пользу знатоков ГИБДД.

Богданович, ремонт переезда. Многокилометровые пробки в обоих направлениях. Уходим в пикуля и познаём богдановичские проселки.
И вот, время после-обеда, мы в Екатеринбурге. Сашка ликует. Приоткрываю окно… И чуть погодя тревожно спрашиваю у сына: «Саш, у нас чего так бензином в машине пахнет, чуешь? Неужели с машиной беда какая…» А он мне: «Мам, дак это с улицы». Никогда так остро не чувствовала вкус того воздуха, к которому мы тут привыкли.((

Дом. Кот исходит на возмущенный мяв, вперемешку с бешеным урчанием. Соскучился, бегемотище. Всё, мы приехали.

Ну что ж, подведем итоги.

15 дней. Итого пройдено 5425 км. Средний расход — 6,6 л на сотню. Всего на поездку потрачено 46000 рублей, из них на бензин — 12500, на проживание — 11700. В принципе, можно было бы и дешевле, если жить иногда в палатке, а это вполне реально — и вдоль Катуни, и вдоль Чуи, и на Телецком дополна прекрасных мест. Ребенок перенес долгую дорогу легко и спокойно, я немного беспокоилась на этот счет. Ура, теперь мы во все дальняки с ним смело гонять будем. Многовато взяли с собой одежи, половина не пригодилась. Пухло-набитая аптечка, к счастью, тоже. Теперь о нематериальном. Это был самое лучшее путешествие из всех, какие у меня когда-либо были. Сказочный край и нереальный заряд позитива. Я вернусь.

Спасибо всем, кто дочитал до конца.

Красноярский острог
А кроме молодцы и слов нет! Про Горный тоже говорить нечего - сами все увидели! И под Вашу будущую программу все-таки лучше другое авто - на ЮБТО на Фордике Вы скорее всего не попадете, а вот Кату-Ярык и "нырок" вниз, в Чулышманскую долину, Вашему авто вполне "по зубам". И запланируйте себе поездку на Алтайский "Марс" - это нечто, что даже на фоне алтайских красот кажется нереальным! Успехов в будущих путешествиях!
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

Кадр с подвесным мостом к муляжу замка хорош...

Очень понравилось! Давно таких насыщенных рассказов не читал) Молодчага!
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 2002
Александр Малетин
Раз на то пошло, то:
- четвертая грань - Усть-Кокса - Белуха;
- пятая грань - плато Укок;
- шестая грань - Улаганский район, Кату-Ярык и долина реки Чулышман, и в другую сторону от Улагана, перевал Ажу - село Язула ;
- седьмая грань - Кош-Агач - Джазатор - Аргут;
- восьмая грань - Усть-Кан - река Кумир;
- девятая грань - Солонешенский район, водопады реки Шинок, Денисова пещера;
- десятая грань - Чарышский район, Сентелек;
- одинадцатая грань - Белокуриха;
- двенадцатая грань - Горнозаводской кластер (Змеиногорский район, озеро Колыванское);
- тринадцатая грань - степной Алтай и куча соленых озер.

Автор просто молодец!
Если честно, начал читать, думал ограничатся бирюзовой катунью чемалом и манжероком. Все таки одна и с ребенком... Но то что было дальше))) Офигенский маршрут для первого раза зачет!!!
Актру впечатляет...

2:5090/24
Мы в 2015 дальше Манжерока не поехали пока, только переночевали на Катуни и на канатке покатались.
Итак круг дали в 5000 км..

С большим удовольствием прочитал, хоть и знаю все эти места вдоль и поперёк. Приятный слог изложения. читается на одном дыхании.

Просто МОЛОДЦЫ!
Очень хороший и познавательный рассказ.

бердск
молодцы классно скатались вот только я не пойму почему на форде не попасть на южный берег телецкого озера? я спокойно на висте на королле переднеприводной туда ездил и ни каких проблем у меня не было ни на спуске ни на подъеме кстати кату-ярык на самом деле это легкая прогулка вы съездите до язулы вот там реально страшно ну и маленько фото

Вы такая молодец, не побоялись, и в награду - сказочное путешествие!!! Читала на одном дыхании! Быть может, тоже решимся, когда-нибудь)!
******************
Услышав мои желания, золотая рыбка сделала вид, что сдохла!

taksistNSK:
Человек впервые в своей жизни менял пробитое колесо на Горном, а Вы ее отправляете в эту глухомань - в Язулу? Кроме того, говоря "спокойно ездил" - это Вы все равно немного лукавите - не так уж и спокойно на моноприводном "пузотере", что на Кату-Ярыке, что по дороге на ЮБТО! Ладно на подъеме Салават Андреевич своим ГАЗ-66 поможет, но пускать женщину по бродам, говоря при этом, что это ерунда - достаточно сомнительный совет! Ну, и как я понял, главное для автора - все-таки увидеть и оценить красоты Горного Алтая, а не "дергать себя за нерв", изобретая маршруты, на которых она гарантированно будет одна - типа той же Язулы.
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

ну ниче так для матрасного туриста.
Ну что сказать, молодцы!!! Хорошо прокатились. На одной машине в такую даль рискованно. На фордике до ЮБТО в принципе добраться вполне реально (проверено TOYOTA sprinter 1995). Проблема с подъемом на Кату-Ярык, но и она решаема.
Настоящий Алтай начинается за Чике-Таманом. Хозяином базы Мёны вроде был Игорь (по крайней мере до 2014 года)
Полностью согласен с К. В. Н.
Кстати недалеко от "Марса" на 871 км Чуйского тракта расположен юрточный кемпинг "Тыдтуярык"

кстати, именно в рафт-премьере наиболее профессинальные гиды для сплава. ну или были раньше, по крайней мере. надо было с ними в походик дней на пять сходить - впечатлений было бы куда больше, чем от покатушек в районе чемала.
Молодцы!!! Обратно надо было вернуться через Кузбасс, с Артыбаша на Таштагол с заездом в Шерегеш на гору Зеленую у Вас получилось не намного дальше, за-то впечатлений намного больше.
Dyagilev-f
Здорово! Молодцы!

александр
Автор молодчага с сыном такое путешествие на не очень то надёжной машине. Есть вариант на будущие поездки, добираетесь до г. Барнаул, а далее в составе не большой группы авто тур с палаткой.

KZ Дикий запад
Никогда не отклонялся от своего меридиана на восток, но, читая такие отзывы, понимаю, что это когда-нибудь случится. Браво.

отличный отчет. думал только до Чемала доедете.
До КатуЯрыка и ЮБТО конечно можно доехать, но я не рекомендую все таки на форде ехать. Хотя я там и фородов и королл видел, но жалко на них смотреть как ползут.
Если машину не жалко тогда да, но не дай Бог пробить картер доставка обратно будет очень дорого стоить.
Ну а подъем в Каут-Ярык сразу 3 тыщи готовить лучше но от камней эо не убережет, видел я как волга поднимается- поднялась ага, почти без проблем, ну кусок бампера оторвался, а так норм.
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

Отличный путеводитель и интересный рассказ! Хорошо проработанный маршрут будет особенно полезен для тех, кто соберется на Алтай на обычной легковушке. Редкий случай, когда в "женском" отчете так много действительно полезной инфы.
Немного о тех "знатоках" (как там О.Бендер про подобных "знатоков" говаривал? :) , которые снисходительно критикуют или якобы подсказывают. Посмотрел местонахождение этих "знатоков" - большинство не далее суточного, а то и полсуточного перегона от Алтая. Да, Алтай им грех не знать хоть чуток, но как с остальной Россией? Не забывайте, откуда приехала автор. Господа, многие из вас в одного с мелким пацаном впридачу выбирался за 2500 км и далее? Так что поменьше высокомерия "местного человека" и побольше уважения к Путешественнице!

молодцы ребята
Коська
Задорно! Отлично съездили. Отличное восприятие мира. Обязательно вернитесь, чтобы попасть на Кату-ярык и на множество других интереснейших мест. Сашке очень повезло с мамой:)
кос154.
Смелая ты однако , и расписала все подробно , с хорошими фото , молодец !

Красноярский острог
Там гравийка достаточно негуманная, да и манера поливать дорогу от пыли нефтепродуктами тоже не воодушевляет - если сразу авто не помоешь - как будто на Горном и не был.

Martyn36:
Ну без наездов, пожалуйста - никакого снисходительного тона не наблюдается, а советы на полезные и вредные автор разделит сама! Кстати, вашу область я знаю лучше, чем мои воронежские родственники, хотя живу немножко дальше, чем они.
peninsula
Волжский
Вот это мать! Не знаю, где у пацана папа, но мама, судя по отчёту, растит настоящего мужчину и даёт ему, всё, что будущему мужчине нужно! Троекратное Браво!

улан удэ
в следующий раз берите кота с собой

Блин, всегда после отчета найдётся куча местных советчиков, которые начнут с пеной у рта трясти языком, что "Вы не там были", "Это не Горный", "Не доехали до туда-то, а стоило", отправляют, как тут кто -то описал, в какие-то дебри, в которых и с Алтайского края то никого не было... Этим людям (я имею в виду с Европейской части России) достаточно эмоций даже не доезжая Чемала. Для них там всё в новинку. Такие края как Горный нельзя сразу все познать. Люди едущие сюда издалека не преследуют цель увидеть всё и сразу. Это сложно, опасно и слишком большая авантюра. Она ни к чему им. И не надо им катать список куда нужно ехать и что смотреть. На это даже лета не хватит. Такие красоты нужно впитывать постепенно, небольшими участками. Иначе всё перепутается в голове. Я вот уже со счету сбился сколько был в Горном - и на Кучерлинском озере, и в Коргоне, и на Чарыше, и много где еще. И еще множество неизведанных мест где бы мне хотелось побывать. И хочется в 10раз больше чем пилить на ленивые пляжи Кипра или еще куда. До сих пор открываю для себя новые районы. И это может длиться бесконечно. Суть поездки в Горный не в том, чтобы всё успеть увидеть, а в том, чтобы то, что увидел, смочь понять и впитать в себя. Насладиться увиденным. Нельзя принудить человека хотеть поехать в Горный Алтай только потому, что есть места круче, это для каждого на свой вкус. Я бы вот не поехал бы ни за что в Бирюзовую Катунь, но не опровергаю что для иных людей там рай. Вполне! Так что..... А автор молодец! Интересно читать о всех их путешествиях (людей не из Сибири), будучи зная, что они ощущают и как восхищаются. Переживаешь эти эмоции второй раз, воспоминаниями. И еще, судя по писанию, Вы отличная современная мама! Сыну повезло.

Дядя Саня Оренбург
Хороший рассказ.В этом году Алтай будет переполнен. крым -стал дорого. европа -ещё дороже.

бердск
К. В. Н.:
я когда ездил никаких бродов не видел а насчет подъема без проблем включаем L на коробке и потихонечку вперед

Усть-Кут
Очень душевно, автор молодчина! Повезло мальчику с мамой-она у него красивая, грамотная и отважная!

"Обь впечатлила своим размахом. Потусили там, на мосту, около Новосибирской ГЭС."
виды Обского моря,не?

Алтай
taksistNSK:
Просто повезло. Как то неделю народ на ЮБТО сидел, не могли назад по долине вернуться, от дождей ручьи стали реками и оползень через дорогу сошёл. То же и про Кату-Ярык.

Дядя Саня Оренбург:
Осталось сохранить его сущность и бытность. Иначе не надолго хватит его просторов.

Автор:
Группа скомплектована, инструктаж проведен (страстей порассказывали, ужасть))), одеты каски и спасики. Готовность №1)))
Я конечно перестраховщик, но только не поможет ребенку взрослый спасик как на фотке. В воде жилет всплывет, а маленький человечек провалится в него и повиснет подмышками. Может там и пахового ремня не было. И это, как тут говорят, у наиболее профессиональных гидов для сплава. На детские спасики поскупились?
А по отчёту - очень, очень понравилось. Хороших путешествий и пишите ещё!
По поводу УАЗов хочу процитировать Светлану Vuvazik, которая в том году ездила на Алтай на дизельном хантере с патриотом и шнивой. Сейчас, как вы может быть знаете по отчету с новогодней поездки, у неё кайрон. И занесло её недавно поучаствовать в соревнованиях, вот что она пишет про заезды на кайроне и своём, теперь уже бывшем, дизельном уазике:
Насколько же разительно отличаются УАЗ и Кайрон.
После УАЗа Кайрон показался средоточием и абсолютом спокойствия, мягкости, плавности и полного умиротворения. Катишь себе в нем и катишь… только вещи в багажнике с грохотом подпрыгивают да стоковую подвеску периодически пробивает :D Нажал на газ — Кайрон взял разгон. Нажал на тормоз — затормозил. И почему-то совсем никто не летает по салону.
А ну и что, зато УАЗ более ЭПИЧНЫЙ! :D А ведь и вправду, драйва на УАЗе было больше, а после проезда трассы на Кайроне я как-то наоборот успокоилась, умиротворилась и адреналин спал)) После покатушки в УАЗе на размешанном снегу, где каждая кочка отдается полетом внутри салона, в Кайроне все кажется очень тихим и мягким. Ощущение, что мы едем очень медленно, настолько все гладко. За окном салона — снежно-грунтовая каша, ямы, колея глубиной до днища, пробои подвески, а ты такой сидишь в салоне, как в отдельном тихом мире, и все эти ужасы внешнего пространства понимаешь лишь разумом и глазами, но уж точно не позвоночником))

Барышня, да вдвоем с ребенком, этой своей поездкой на Ак-тру, утерла нос 95% всем автопутешествующим на Алтай. Как "краевед" Вам говорю)))))
Чистоозёрное
Молодцы!!!!!

Sebastїan Pereїra:
Ну вообще-то на Горный ездят не "утирать носы", а вовсе наоборот - отрешиться от мирской суеты, словить свой "дзэн" и получить спокойствие!

Приятно было почитать.
Кстати, на этом же УАЗике в июле нас забрасывали на Актру)

Ну надо же))))) вот теперь я узнал зачем ездят НА Горный

К. В. Н.:
Ну вообще-то на Горный ездят не "утирать носы", спокойствие!...
Но нос то она утерла!

Андрей Александрович
Уважаю за характер!

o.henry:
Но нос то она утерла!
Кому?
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!

Очень хорошо написано с душой и полной положительных эмоций. Читать приятно и легко. Удивило, что мост на Камышлинский стал платным, мы были в 12, денег никто не брал. Хорошая мама у мальчика, желаю в дальнейшем приятных и интересных путешествий.

Ну надо же))))) вот теперь я узнал зачем ездят НА Горный
Ну не носы же "утирать"? Или кому-то это детство необходимо? А Вы зачем туда ездите, если не секрет?

Cancrer:
С каких пор Екатеринбург стал "Европейской частью России"?

К. В. Н.:
Я туда не езжу , я там живу и размещаю у себя таких путешествующих, гид я, инструктор по всякому туризму, являюсь так сказать сталкером для таких вот как вы, ищущих "дзэн". А поводу утирания носа, в 95% рассказов о поездках в Горный есть такая фраза: "Мост в Усть-Семе переезжать не стали, так как не подготовлены..." А тут, в этой поездке, все смело и грамотно, как грицца "без дураков"

Хороший отчет на 5 +++.
Читается легко и непринужденно, да и первичной информации достаточно.
Mitsubishi Outlander 2015 Intence 4WD
http://travel.drom.ru/21213/ http://travel.drom.ru/25248/

переезжаю
Отличная поездка,отличный отчет.Спасибо!
Прекрасная страна,хорошие люди,хорошие автомобили-вы в России!

Азия
Хорошо написано!
Мой отзыв: Renault Duster 2012

taksistNSK:
ну значит повезло :) а то есть тут отзыв как равчика на эвакуаторе из долины доставали, автор еще был очень недоволен что очень все такое дорогое и ему никто не помогает бесплатно

Евгений Ник:
стопудов товарищу повезло после грейдера пошел на перевал, ну это хорошо что такой удачливый :) можно на пузотере везде побывать
BMW
Прокопьевск
Очень хороший отзыв о поездке. Красивые места на фото. Сам каждый год езжу на Алтай, и каждый раз что нибудь новое узнаю. Молодцы.

А по отчёту - очень, очень понравилось. Хороших путешествий и пишите ещё!
Насколько же разительно отличаются УАЗ и Кайрон.
Етить колотить. )))) Как там? Я патсталом?))) Кайрон и уазик сравнивать. Приятнее ехать на кайроне - да безусловно! Проедет ли кайрон там где уазик проскочит смеясь и лишь набив шишки седокам о крышу - конечно не проедет. По легком=у бездору конечно можно и на кайроне и ему подобным, но долго и медленно. И сокрушаясь об оторванных бамперах и защитах, о рычажках и шаровых. А уаз? Речка с валунами? Х..як и перепрыгнул, дерево на дороге ?уперся бампером и переехал. Погннул бампер? Да и х.р м ним! Дома кувалдой выправлю)). Не надо сравнивать несравниваемое. УАЗ от кайрона почти так же долек, как кайрон от легковушки. Во внедорожном аспекте конечно. И уаз это конечно авто для настоящих мужчин. Изнеженным белоручкам там делать нечего. Да и не смогут они на нем ничего сделать. И вылезут и пойдут говорить что уаз это не то и не едют он. Кто скажет что не так - милости прошу к нам в Горный, УАЗ у меня есть - приезжайте с кайронами).
Подпись изъята на предварительную модерацию.
В принципе стандартно относительно... но я как человек который часто ездил в Горный могу сказать, что ваше путишествие очень хорошо было продумано и организована в плане маршрута и посещаемых мест. вы молодцы!

Бердск
хорошее путешествие, классный отчет! Если Горный Алтай зацепил - теперь уже не отпустит, по себе знаю. Грани - до 13 - выше в комментариях, присоединюсь к этому совету. Вы молодцы!

Sebastїan Pereїra:
Для моих походов сталкеры не нужны, да и вообще всякий лишний человек на Горном - он действительно лишний, поскольку портит классическое - наедине ты и природа! Впрочем это касается не только Горного.

Scout66:
если это про мой коммент, то читайте внимательнее. я как раз заметил, что стояли они в рафт-премьере, где были достаточно профессиональные гиды по водному туризму (по крайней мере раньше, когда я имел с ними дело), а на покатушки по катуни они с другими ходили.

впрочем это слегка отдельная тема.

К. В. Н.:
Для моих походов сталкеры не нужны
Я вам и не предлагал, с чего вы взяли....!?
R@V

Обидно конечно, когда люди из такого далёка едут и бывают в бОльшем количестве мест, где никогда не был сам, при всем при том, что родился здесь и вырос... Вы молодцы! Я вам белой завистью завидую ))))
Все пропьем, но флот не опозорим!

Sebastїan Pereїra:
Я вам и не предлагал, с чего вы взяли....!?
А я и не собирался к Вашей помощи прибегать - слово "лишний" Вам о чем-то говорит?

Усть-Кут
Отлично. Один из лучших отчетов о Алтае!

DenDens:
Не надо сравнивать несравниваемое. ... Кто скажет что не так - милости прошу к нам в Горный, УАЗ у меня есть - приезжайте с кайронами).
У вас похоже при слове "уаз" планка падает. Речь шла о том, как по-разному ощущается одна и та же трасса на разных машинах. И применительно к данному отчету это всего лишь говорит о том, что катание на уазике производит фееричное впечатления на туристов.
Да, приезжайте к нам на Урал, покатаемся на вашем уазике. Ведь до "покататься" ещё доехать надо. Согласно заветам несравнимое сравнивать не будем )

Почитал с удовольствием сам хочу на Алтай! Только 5!

Стародуб
Тут мажоры одни на крузерах-дефендерах с квадрами и половину не увидели из того, что эта милая девушка успела посмотреть. Молодец, программа минимум выполнена! Полноценный и разнообразный маршрут проработали. Не слушайте "знатоков". Есть места, куда только вертолетом можно - что же теперь, считать себя неудачником, если не был там? Сам живу в 1000 км от Акташа, мотаюсь каждый год, красота!

серж
Искитим
Отличный отчёт,только не понял, а вы в каком месяце и какого года там были?

Да вы прям сделали географическое открытие, нашли гейзеры в Республике Алтай)))

Большое спасибо всем за добрые слова, очень-очень приятно, аж уши запунцовели))) 13 граней Алтая - это класс, и вообще - всем, кто рекомендует какие-то места - искренняя благодарность, когда вновь соберемся ехать - первым делом за информацией полезу сюда. На 2017 год пока планируем, нынче у нас в другую сторону вояж будет, давно мечтали тоже.
На ЮБТ и Кату-Ярык на этой машине не поеду, в силу ее возраста и без того хватает проблем, жалко ее( В Мёнах и у Красных ворот общалась со многими путешественниками, все никак не могла решиться - ехать самой на Кату-Ярык или нет. И хочется, и колется. Мне сказали, что до 2014 года туда была еще нормальная дорога, после - очень сильно размыло и камни... в общем, лучше не стоит. На моей)) Тут тоже читала чей-то отчет, там люди и колеса пробивали, и закипали, и еще чего-то ломали, этим летом и притом на машинах посерьезнее моей. Так что, думаю, правильно, что не полезла, еще и в одну каску.

серж:
Отличный отчёт,только не понял, а вы в каком месяце и какого года там были?
Спасибо. Июль 2015 года.

Да вы прям сделали географическое открытие, нашли гейзеры в Республике Алтай)))
Я догадываюсь, что гейзера на самом деле там никакого нет, а имеют место быть подземные ключи, бьющие под водой)) Просто использовала общепринятое обозначение данного места :)

Игорь Суханов:
Хозяином базы Мёны вроде был Игорь (по крайней мере до 2014 года)
Возможно, что так оно и сейчас. Просто в те дни, когда мы там были, всеми вопросами, хозяйственными и финансовыми, занимались там Аржан с супругой, поэтому я и подумала, что они хозяева.
Спасибо. Даже не думала о таком варианте, очень интересно. Побывать на Шерегеше - одна из мечт.
К. В. Н.:
Да. Почувствовать, познакомиться. Цель достигнута) Дальше уже можно познавать глубже. Тянет туда снова, просто неимоверно.

Анютыч :):
Это хозяин турбазы туристам в уши вкручивает, Вы наверно ещё и за проход к этой лужице заплатили?

vb2002:
Ой, я не водник совсем. Мне и этих покатушек хватило за глаза)))
александр:
Спасибо) Только мы не любители группового отдыха, как-то вот больше сами предпочитаем. Хотя, конечно, оно безопаснее, это бесспорно.
владелец форда:
в следующий раз берите кота с собой
Нее, кот только в молодости с нами по электричкам в походы ездил, вцепившись когтями в рюкзак, а теперь он - солидный и остепенившийся домосед :)

enzo:
Н-да! Если действительно мотаетесь, то помнили бы, что от Барнаула до Акташа все-таки 600 км

Атаман:
Нам ничего не "вкручивали". Нет, ничего не платили.

Анютыч :):
Я сначала "подсел" на Урал - был там шесть раз, а потом мои горноалтайские приятели задали вопрос - почему игнорирую Горный? До этого момента даже не задумывался, а потом - а действительно - почему? Но Урал и Горный не противопоставляю - каждый хорош по-своему, а тут еще и на Байкал черт сносил - уже третья точка "приложения" сил и тоже по своему хороша! Кстати, с Вашим характером и желанием увидеть что-то новое - запросто туда доберетесь, даже не сомневаюсь! Успехов в будущих путешествиях!

Cancrer:
Тоже хватило одного визита)
Вован-70:
виды Обского моря,не?
Ага.
А по отчёту - очень, очень понравилось. Хороших путешествий и пишите ещё!
Спасибо. Не, это детский спасик, великоват просто, видимо. И паховый ремень был.

Мельбурн
Отличный отчёт. Как будто, сам побывал. Может, когда-нибудь и удастся. Молодцы!
----------
А чё дома сидеть? - http://kemperok.com

Анютыч :):
Нам ничего не "вкручивали". Нет, ничего не платили.
Повезло, а то обычно берут 10р. за проход и просмотр лужи.
kaa

Вы молодцы!
Для первого путешествия очень хорошо, за Чике Таман и многие "местные" не уезжают, не говоря об остальном )

До Кату-Ярыка доехать можно и на вашей машине вполне, от Акташа это ~140км
До Улагана есть живописные озера, где можно остановиться.
грунтовка от Балыктыюля самая неприятная, но если не торопиться ехать можно на любых машинах... Матиз там видел )
Сам Кату-Ярык в последнее время стал гораздо "ровнее" ) Пузотерок все больше спускается и поднимается и гоняет по долине Чулышмана.
Если не пойдут дожди ничего криминального для переднего привода (не прыгать по камням если нет защиты, полноценная запаска, заправить полный бак в Акташе)
Все реально, на крайняк затащят за денежку, сильно бояться не нужно.
А побывать надо обязательно, там чудно
kaa

насчет 140км соврал, от Акташа до Кату-Ярыка сотня где-то
К. В. Н.:
Я в Рубцовске живу, если че
Анютыч :):
Ох, я бы не советовал на форде ехать на Кату-Ярык, если в планах долгая поездка назад. Доехать-то можно, но местами дорога ахтунг! После Балыктуюля, например, сразу же за мостом участок метров 600 - атас!

Да вы прям сделали географическое открытие, нашли гейзеры в Республике Алтай)))
ну на то пошло,то красных ворот как бы тоже нет на Алтае,есть взорванная скала с кирпичным оттенком,в малиновом озере на алтае нет малины, так можно продолжать до бесконечности если цепляется к названием.
Думаю все знают, что это просто название-гейзерово и не ждут,что от туда долбонет гейзер.
Как-то так КЭП.

Я в Рубцовске живу, посчитай на калькуляторе еще раз
Когда человек пишет рядом с ником "Барнаул" - трудновато догадаться, что он там не живет, согласитесь?
Соглашусь!

Соглашусь!
Вопрос прояснен и закрыт!
Жизнь - это затяжной прыжок из роддома в могилу!
Прочитал все отчеты на сайте про Алтай. Удивляют споры насчёт Кату-Ярыка. Люди не бойтесь его, 3 раза спускались и поднимались сами без чьей либо помощи. 2 раза ездили на ЮБТО без проблем. Машина mitsubishi galant, расстояние от переднего бампера до земли 12 см. нигде и никогда не упирался в землю.

Аул
дочитал до чемала. уже хотел выматериться вслух.
но дальше просто молодцы. я по чему то считал что это снег. а оказалось лед. спасибо.

Аул
я этим летом на моря поеду.

taksistNSK:
а насчет подъема без проблем включаем L на коробке и потихонечку вперед
У меня механика, но смысл поняла :)
К. В. Н.:
Успехов в будущих путешествиях!
Спасибо)
kaa:
Матиз там видел )
Ничего себе)) Ладно, не беда, не побывали в этот раз - по-любому побываем в следующий.

1973qwert:
я по чему то считал что это снег. а оказалось лед.
Ага, мы тоже сначала думали, что наверху в снежки поиграем. Как бы не так))

Молодцы!)
Удачных и интересных будущих путешествий вам!*))

Читать такой отчет очень легко и интересно.Мама веселая активная.Сынуле повезло,будет с молоду "заражен" автотуризмом.Мы жили на Алтае 11 лет,но дальше Усть-Семы не были.Теперь хочется.Спасибо за отчет и удачи в новых путешествиях.

NIK35:
правильно,что не поехали,им ещё обратно очень много ехать,мало ли-что.
Летом попал сразу двумя колесами в яму,загнул защиту до картера,короткой мантировкой отогнуть не смог,только в Улагане на стошке спросил нормальный домкрат и хорошую монтировку,еле выгнул обратно,а то защита так по картеру играла,думал ей уже картер пробьет.
Да и на Кату-Ярык,отдал штукаря за первый подъём, на втором уже в конце застрял,пришлось задом до поворота спускатся, адреналин зашкаливает,со второй попытки нормальной.
Больше поразили кемеравчани на одиссеи,которые на верху ныли,что их должны были бесплатно на верх затянуть,а с их бедных аж 2тыши за два подъёма взяли,на мой вопрос зачем туда полез,если знал,что сам неподнимешся-ну я же заплатил за турбазу-мне должны.
Был там на калине.
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????

Вам необходимо было посетить музей Чуйского тракта в Бийске и понять , что Чуйский тракт начинается не в Усть Семе а в Бийске.Живу от Чемала в 30 км и впервые слышу про Чемальский тракт. Не в обиду.До Челябинска дважды доезжал без остановок за 35 часов

Alex
А в 2018 на Байкал !

Сергей:
за 35 часов без остановок? в одну каску - ну и дурак или врешь (без обид), но второй вариант лучше

Сергей:
Это настолько принципиальный момент? Хорошо, спасибо, буду знать. :)
Живу от Чемала в 30 км и впервые слышу про Чемальский тракт.
Да, я в курсе, что это тоже называется Чуйским трактом, и в первоначальном варианте отчета у меня так и было написано. Но, во избежание путаницы (типа "мы свернули с Чуйского тракта на Чуйский тракт"))), это его ответвление решила назвать по населенному пункту, куда он ведет. Насколько помню, ранее в отчетах уже встречала такое наименование.
До Челябинска дважды доезжал без остановок за 35 часов
1,5 суток за рулем без сна и отдыха? А это точно повод для гордости?
Сейчас прикинула, у нас дорога заняла тоже примерно 35-36 часов. Только мы спали, ели, получали удовольствие от движения и глядели на все вокруг не воспаленными глазами. Мне почему-то так больше нравится путешествовать, хотя дело вкуса, конечно))
Alex:
А в 2018 на Байкал !
Нуу... посмотрим)) Так-то планов несметное количество.

Чабик
Молодцы! Классное путешествие получилось. Представляю как сыну это всё понравилось.

Ведь познавая новое, мы развиваемся и растём - физически, морально, интеллектуально... Кому-то такие путешествия по Душе, у кого-то они вызывают удивление и непонимание (яркий пример - описанный Вами разговор с инспектором ГИБДД).

Путешествуя самостоятельно можно испытать (узнать, увидеть, почувствовать и т.д.) то, что невозможно испытать в составе организованной группы, следующей по определённому заранее спланированному маршруту и действующей по плану экскурсовода - "посмотрите налево, а теперь направо..."

Мы тоже когда-то так начинали. Сейчас за отпуск до 30 тысяч км "накатываем", осваивая свою страну и сопредельные территории - лезем подальше от "цивилизации". Побывали в таких удивительных местах, что наши друзья и коллеги по работе/учёбе о таких и не слыхали.

евгений
Ленинск-Кузнецкий
Чабик:
интересно сколько дней отпуск? наверное дней 365, иначе очень сильно преувеличено на счет 30000км

Хороль
Автор - умничка! Повезло парню с мамой!!!
Я - исключение из всех правил

vb2002:
Если в других местах поискать, то можно найти и тех, кто по Мажойскому каскаду прокатит (это то место, которое в отчете обозвано окрестностями Чибита). Водяные валы с двухэтажный дом оставят незабываемые впечатления :-)

Luddit:
Посмотрела сейчас в сети, точно, оно. Вот, значит, как то место называется. 3 км порогов класса V. Уууужас)))

Отличный обзор, автор хорошо владеет письменной речью и не понтуется ни по какому поводу.
Удивляет, что по-видимому исчезла огромная надпись в районе Красных ворот, либо путешественники не обратили внимания:

Кстати, кто поедет - самые поганые гаишники - Бийские на участке примерно Троицкое - Бийск. Докопаются и до аптечки с огнетушителем и до протектора шин и до трещин на лобовом стекле, и до пассажиров не пристегнутых сзади (в наглую открывают тонированные двери и заглядывают). Как только останавливают на трассе - закрывайте двери на клюшку и не выходите из машины. Пусть проверяют так. Хотят чтоб дыхнУли - пусть тащут алкотестер вам к машине. Такие твари, капец. Так что с собой на всякий случай обязательно номер их "горячей линии", а также внимательно изучите "наставление по патрульно-постовой службе", или что-то в этом роде. Есть на сайте МВД.

Luddit:
Это уже перебор для новичков.

Анютыч :):
ну, так то там не 3 а почти 18 км порогов :) " Одна из самых популярных рек Алтая - Чуя...
Для желающих недорого и фотогенично свести счеты с жизнью, на Чуе есть Мажой... " -думаю самое емкое описание места :)

отчет отличный,маршрут разносторонний и продуманный,молодцы! думаю в Горный вернетесь обязательно,это как наркотик,уже не отпустит,и уверен что вернетесь в Актру. а вот касательно похода к Малому Актру-здесь вы очень рисковали ,пойдя верхом,обычно этой дорогой идут альпинисты на вершину Купол через ледник Малый Актру. раньше там была тропа,потом склон сошел и имеем то что есть сейчас-постоянно ползущий склон, риск-съехать вниз и попасть в трещину,коих навалом не только на языке ледника а, и по бортам( по сути дела-там на метров 40 все борта -это лед,покрытый камнями), провалиться в трещину на самом языке, и самое неожиданное и опасное-попасть под камнепад- то место где вы стояли простреливается насквозь ,причем камни имеют свойство прилетать бесшумно, да и грохот воды тоже не дает услышать,(испытали такое "удовольствие" 2 года назад :( ) обычно местные,которые возят туристов-говорят как надо идти, а надо было от водопада спуститься вниз к реке и по ней уже идти вверх к леднику,и очень осторожно немного выходить на язык,не в коем случае никогда не лазьте в гроты! абсолютно надежная на вид пещера складывается моментально!
в общем-прокатились шикарно,обязательно возвращайтесь, и обязательно покатайтесь в районе Южно-Чуйского хребта! (Елангаш,Аккол,Талдура),конечн о машину туда нанимают,но-оно стоит того!

Юрий Назаренко:
Вот это да... Наверное, не обратили внимания. Там вообще очень много надписей(
NIKSPRINT:
ну, так то там не 3 а почти 18 км порогов :)
Прочитала, что 3 км - именно V класса, остальные III-IV. Здорово вы во всем этом разбираетесь, полезная и интересная информация. Как забраться на Актру нам никто не подсказал, и не нам одним, там целые группы пытались пройти верхом и поворачивали назад. Обратно часть пути прошли уже низом, наученные опытом.

Просто шикарный отчет! Браво путешественникам и рассказчице!

Полевской
Замечательное восприятие жизни, спасибо! :))

евгений:
Так,что приувиличения насчёт 30 тысяч не вижу.

Костя
К. В. Н.:
Чего это! Видел на ЮБТО тойоту марк в 100м кузове на 17м литье) жестко, но осуществимо!

Костя
Сергей:
Чуйский тракт начинается в городе НОВОСИБИРСК!
Максим
Молодец!

Костя:
Чуйский тракт начинается в городе НОВОСИБИРСК!
И что в Н овосибе об этом напоминает? В Новосибе начинается километровый отсчет, а именно тракт - все-таки не там!

Костя:
И за рулем сидела молодая женщина с пацаненком? Не авто рассматривайте, как таковое, а комплекс - авто+экипаж, и оценивайте возможности подобного сочетания

chmel02:
У меня отпуск 74 дня- рекорд был 25 тысяч,вроде далеко никуда на выезжал.а так в основном 15-18 тысяч. Так,что приувиличения насчёт 30 тысяч не вижу.
для того, чтобы поверить в эти цифры - надо ездить самому, только и всего! в 2010 году за 28 дней отпуска проехал 13 ткм, причем основное занятие было вовсе не езда, а встречи с приятелями и родственниками!

Юрий Назаренко:
Не гони!))...нормальные гаишники....
...если ты "не в адеквате",то тебе все гаишники херовыми покажутся..())))
...такшта,-не надо "ля-ля"..)))

p.s. ...28 лет за рулём,ничего плохого про "гаищников" сказать не могу...)

Хорошо выполнено и описано, несмотря на снисходительные замечания супер-пупер-рафтеров.

..."а минусёр" не дремлет....катях" виртуальный....**))))))))))

Дружище,а "супер-пупер-рафтеры"-это кто?!)
...не стебаюсь,серьёзно спрашиваю.....вроде бы таких "отъявленных" в отчёте не заметил..))

Костя:
парни вон на Запорожце на перевал Дятлова катались, а потом помоему они же по зимникам катались, неосуществимого ничего нет
вопрос в желании :)
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

Многочисленные комменты "знатоков" Алтая всё портят. А отчёт, да и путешествие отличное.

Artoba:
Не гони!))...нормальные гаишники....
...если ты "не в адеквате",то тебе все гаишники херовыми покажутся..())))
...такшта,-не надо "ля-ля"..)))
p.s. ...28 лет за рулём,ничего плохого про "гаищников" сказать не могу...)
Два раза останавливали из за нарушения, сам виноват, на гайцов не в обиде-вполне нормальные мужики выполняющие свою работу.
audi 80-была.ваз 2111-был.ваз 2110 -был.ваз 2131-был.дальше будет?????

Отличный отчёт. Уверен, что скоро вернётесь туда, ведь даром такие поездки не проходят. Алтай затягивает и уже не отпустит)).
Мишико Сракашвили
всегда интересовало, как можно столько информации запомнить и потом написать, или вы каждый день записывали в тетрадку, чем занимались, где были?)))

НовокузнецГ
Трудяга! Отличный рассказ. Действительно жалко, что через Шерегеш не проехали от Артыбаша. А мы наоборот с семьей из Новокузнецка в Башкирию в заповедник и в пещеру Шульган-таш ездили (порядка 2550 км (Стерлитамак) + 220 км (Гадельгареево)). Вот место так место!

НовокузнецГ
Кстати, если быть винни-пухом, то в Шульган-таш отличный мед "диких пчел"...

Уговорил - 900.

Мишико Сракашвили:
однако талант у человека :)
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

Отличное путешествие. Прочитал на одном дыхании. Некоторые места возьму на заметку для своей поездки :)

Отличная поездка,молодцы.

Уже сложно что-то добавить к вышесказанному.
Очень понравился стиль изложения! Просто супер!
Был в тех местах что и автор в то же самое время.
Спасибо за отзыв.

Мишико Сракашвили:
Действительно записывала))) Расходы и основные моменты за день, очень коротко, такой блокнотик с каракулями был))) Ну, и писала отчет буквально сразу после путешествия, по свежим воспоминаниям.
Djekill:
Спасибо. Ничего, обязательно заедем в Шерегеш в следующий раз. А в Шульган-Таше мы были, в 2014 году, здорово там, очень понравилось. А уж какой там мед, ммм... Вообще нежно люблю Башкирию. В Мурадымовском ущелье еще была, нынче в июне, тоже красота.

Djekill:
Кстати, если быть винни-пухом, то в Шульган-таш отличный мед "диких пчел"...
Столько диких пчел нет, сколько его там продают:)

В эти-же дни я с женой снимал такой-же скворечник в «Рафт-Премьер» и прокатились по Чуйскому тракту. Просмотрел Ваши фотки и вспомнилось лето. Спасибо и удачи на дорогах!

Когда был на телецком озере, ночевал в этом же домике на 2 -ом этаже. Самое узнаваемое это пес, который не отходил от лестницы :)
Пожалуйста, не ездите к нам на Алтай и не советуйте это место никому, если вы *****и, которые оставляют после себя срач!!!!!! П.С. Приедешь отдохнуть, а везде мусор, вы у себя дома так мусорите ******ы, идешь в поход в горы, далеко от цивилизации, думаешь первозданная, ан нет, какая то сволочь оставила след после себя!

Понимаю вас. Мне про Урал так же хочется сказать. Красивейшие места, которые любишь с детства, превращаются в помойки. И ходят, и ездят эти существа непрерывным потоком, которым лишь бы набухаться на природе, пожрать мяса, пофоткаться и уехать, а мусор - хренали его с собой увозить, не царское это дело, пусть тут и останется. Идешь по тропе - тут фантики, тут банки, тут бутылки, тут кора с деревьев ободрана, тут скалы размалеваны, тут живые деревья срублены на костер (ах, не горит? ну и фиг с ним), места стоянок - это просто полный ахтунг... Мне трудно выразиться в рамках приличия. Но людей просто ненавидеть порой начинаю. П.С. Мы не оставляем за собой срача, честно. Ни у себя, ни в гостях. Воспитание не позволяет как-то. Можно к вам ездить?)

Вон оно как! Это оказывается чужие какие-то мусорят, а бийчане то сплошь интеллигентны и мусорить не могут априори. Не надо обобщать.

batteur vrai:
Поддерживаю! Свои, в основном, и гадят! "Дальнобойные" туристы и мешками запасаются, и за собой ничего не оставляют! Почему-то самые "густые" помойки рядом с населенными пунктами - не приезжие же их устроили? И по мере отдаления от мест проживания помоек становится все меньше?

Салехард
Автор, Молодец! Именно с большой буквы. Многим мужикам, продавливающим пятой точкой диван во время отпуска, нос утерла. Фотки супер, текст читается очень легко. Еще и GPSки основных мест в тексте - очень удобно. Планируем летом с детьми на Алтай, поэтому для меня написанное очень познавательно и полезно
Мой отзыв: Toyota Highlander 2015
Атаман:
Повезло, а то обычно берут 10р. за проход и просмотр лужи.
По 10р берут с посторонних, а постояльцам база "Мёны" бесплатно

Круто. Еще не прочитал, но фото огонь!!! Тоже хочу туда съездить.
2107/EE103/DW3W/1119/ST191/NZE151/2109/2121/452/CV4W/ZWR80
Мой отзыв: Toyota Corolla Rumion 2009

Игорь Суханов:
По 10р берут с посторонних, а постояльцам база "Мёны" бесплатно
кстати в обход можно, но можно плутануть и не найти :) нам целую карту нарисовал хозяин другой базы, которая ближе к Акташу

Ахахаха, водяные валы, с двухэтажный дом, на мажое ахаха

17 км порогов 5-6 к.с.
Автор, раз сыну понравилось на Катуни, отдайте его в школу водного туризма, она у вас не плохая!!! И место есть замечательное недалеко от каменска-уральска, порог Ревун, постоянно туда ездим катать

Анютыч :):
У меня механика, но смысл поняла :)
Спасибо)
Езжу на механике,на перевал поднимаюсь сам. Главное,чтобы ножка на педали не дрожала!)

_skv_:
17 км порогов 5-6 к.с.
На Ревуне много раз бывали, почти родное место) Подрастет - сам определится, идти в водники иль нет, а пока на лыжах гоняет :)
Ромика:
Поглядим, задрожит-нет, аж самой интересно стало)))

евгений:
Отпуск действительно хороший - 64 календарных дня, поэтому поездка примерный маршрут, которой изображён на рисунке, не редкость для нашей семьи. А так как в процессе поездки вносятся некоторые изменения типа "а давайте заедем сюда", то реальный пробег за отпуск обычно больше планового.

Чабик:
Завидую белой завистью такому отпуску, у нас 2 недели-то со скрипом дают. Эх, у вас во Владивостоке побывать - тоже мечта) И на Камчатке.

Ромика:
Старый ты провокатор, Ромка! Ты почто девушку с ребятенком на риск подбиваешь? Думаю - прежде, чем тебя авантюриста послушать, топик на ютубе ролики посмотрит о подъеме моноприводных!

Анютыч :):
Ну, немного зависть подразожгу - был на Камчатке 8 раз с 1996 года и еще хочу!

Мелекесс
Читается легко. соглашусь со многими комментариями. я бы подобные отчеты испольщовал как путеводитель. тем более что верно написал тут один дромовец - для нас кто ни разу не был на Алтае можно много чего советовать но на это и целого лета не хватит. а так в принципе на стандартный отпуск в 2 недели более чем предостаточно для первого раза нам ведь только на дорогу надо выкинуть 5-6 дней. так что автор молодец и дромовцы молодцы кто поддерживает а не троллит. Будет возможность обязательно свожу свою семью. И при планировании поездки такие отчеты и коментарии очень пригодятся. Всем добра здоровья и достатка
Если есть на свете рай, то это Краснодарский край,
А если есть на свете ад, то это наш Димитровград
Мой отзыв: Kia Ceed 2011

Какие Вы молодцы! Новых Вам путешествий и ждем от Вас таких же ярких отчетов! Не большой совет попробуйте в следующий раз найти попутчиков, все же даже в 2 машины безопаснее. Можно посмотреть более не заезженные места. Моя любимая часть Алтая - это район Усть-Коксы и Тюнгура, очень советую посетить. Удачи.

К. В. Н.:
Посмотрю, конечно. И еще 10 раз подумаю :)
Ну, немного зависть подразожгу - был на Камчатке 8 раз с 1996 года и еще хочу!
Рррр))) Вы же из Красноярска, если я правильно поняла? Вам все-таки ближе до Камчатки, правда ненамного, на пару тысяч км :)
Вячеслав Нечитайло:
Спасибо. Я подумаю на тему второго экипажа) В Тюнгур, да, обязательно хочу.

Анютыч :):
Посмотрю, конечно. И еще 10 раз подумаю :)
Спасибо. Я подумаю на тему второго экипажа) В Тюнгур, да, обязательно хочу.
Я просто уверен, что в отличие от моего приятеля-авантюриста Вы человек более разумный! Раньше на Камчатку были прямые рейсы, а сейчас только с пересадкой в Хабаровске, что несколько усложняет, ну и досадно, что туда на авто никак - есть что посмотреть, повозили, но хотелось бы самому.

Не нравлюсь? Да идите ныть к мамочке!

Могу предложить присоединиться во второй половине июня. В планах Тюнгур,Джазатор и традиционно Чулышман.
Не нравлюсь? Да идите ныть к мамочке!

Очень понравился отчет! Пишите занимательно и забавно, на одном дыхании читается))) То, что одна с сыном ездите, вообще нет слов... супер-мама просто!
Viam supervadet vadens

Вадим
Браво!

Володя,я лично готов сопроводить барышню и подробно её проинструктировать!)
Это уже не ко мне - от меня в данной ситуации ничего не зависит, да и к тебе она намного ближе живет, для начала цветок из своей подписи подари, можно аленький!

К. В. Н.:
Насчет собственной разумности сильно сомневаюсь иногда)) Про Камчатку (то, что туда, оказывается, не доехать на машине) - признаться, вообще не знала. Почитала сейчас - а ведь точно, эх, жаль. Интересно, одни знакомые тут намереваются туда отправиться летом на авто, надо будет узнать, каким это образом они планируют.
Володя,я лично готов сопроводить барышню и подробно её проинструктировать!)
Классный маршрут и интересное предложение, спасибо :) Но, к сожалению, в этом году не получится, у нас в июне другое долгожданное путешествие предстоит.

да классно у нас

Хороший рассказ,если понравился рафтинг советую-перед акташем есть село,не помню название,а перед селом есть база не большая,с юртами,на берегу Чуи,так вот там парни организовывают сплавы по Чуе.С Катунью не сравнить по эмоциям и драйву.Мы были-очень понравилось,мечтаю еще туда попасть

Анютыч :):
Анечка,ты мои координаты сохрани,будет же и следующий год! Глядишь,и на Камчатку дорогу протопчем...)

А почему бы и нет)))

К. В. Н.:
С каких пор Екатеринбург стал "Европейской частью России"?
Так решили местные чинуши. граница проходит около г.Первоуральск и села Курганово.

Анютыч :):
Пусть все Ваши мечты успешно реализуются. И по возможности в ближайшее время, а не "потом когда-нибудь", ведь путешествие - это здорово!.

ну вы блин даете))) вообще молодцы!!!
East or West - Home is Best!!!

Ай, да молодцы! Замечательный отчетик!)
"Не спеши, а то успеешь...."
UBS69GW, 4JG2, АКПП, 1997 г.в.

очень насыщенный отзыв. даже захотелось повторить!

Эх блин что за женщины бывают! а я женат ( )) Вообще конечно без слов - просто здорово; вопрос - товарищи, а где-где почитать про дорогу на ЮБТО, подскажите ссылки? Уж если пузотерки проезжают то мааленький под 3т кроссоверчик уж наверное потянет... )))

Новоалтайск
Молодцы. Советую направление Усть Кокса. Были в 2015 на Мультинских озерах очень понравилось.

Анют

Анют, какие Вы молодцы! Завидую Вашей решимости. Я тоже мечтаю проехать с сыном по Алтаю на машине, но нам только до Барнаула в одну сторону 3000 км. В одного мне тяжеловато столько за рулем. Возможно как-нибудь до Новосибирска на самолете, а там авто в аренду.В любом случае Ваш маршрут взяла на заметку. Очень подробный и полезный отзыв. Представляю сколько впечатлений.

makoss
Классный отзыв!! На одном дыхании) Молодцы!! 15 июня прём в данный рай!!!

Красота! Правильное решение посетить Алтай.

Приятно читать , хорошие снимки !! Молодцы !!Классный маршрут !!

Очень интересный расскз, вы большие молодцы путешествовали вдвоем. Я сохраню данный отчет может мне удастся на следующий год мою большую семью вывезти, ведь я мечтала о таком отпуске.

Хороший отчет, легко читается, ничего лишнего, путешествие супер!

Шикарный отчет! Как будто еще раз съездил. Мы в этом году прокатились примерно по той же схеме. Можно ещё в сторону Кош-Агача сбегать - дорога увлекательная, горы разноцветные, таких больше нигде не видел. А мостик в районе Чемала по моему и в девятом году так же развалюхой висел ))

albano
_skv_
Ахахаха, водяные валы, с двухэтажный дом, на мажое ахаха
чуя

Отчёт шикарный и поездка тоже но пара неточностей .На Патмосе нет ни скита или монастыря.И второе диких лошадей на Алтае тоже нет.