Наша поездка на Альп-Арт Фестиваль Ак-Тру. Алтай 2015

15.01.2016 | 16652 просмотра

Всем привет!

Сегодняшний рассказ пойдет о нашей поездке на Алтай в июне 2015 года. Совершили мы эту поездку в рамках проходящего на Алтае ежегодного Альп-Арт фестиваля.

Фестиваль имеет давнюю историю и проводился уже в 15-й раз! Юбилейный! Много лет я пытался на него попасть, но по разным причинам не попадал.

Ну, в этот год решил таки — хватит! Поеду!

Но 2015 год ознаменован не только юбилейным фестивалем в Ак-тру, а еще и рождением доченьки Александры, которая с нами уже успела побывать в 8 странах в рамках путешествия по Южной Африке.

Правда, она признается, что ничего не помнит, так как была все время в животике у мамы ))

Поэтому, к сожалению, Мама с младшей дочкой остались дома, а я со старшей 11-летней поехал в Ак-тру. К нам в машину присоединилась наша знакомая Лариса со своей дочкой Ритой!

На Алтае мы должны были встретиться с нашими друзьями и, объединившись, двинуть на фестиваль.

Итак, выезжаем…

Дорогу из Томска описывать нет смысла, дорога на Алтай уже пережевана много раз, в том числе и в наших отчетах, скажу только, что ради экономии времени я поехал по полюбившейся уже трассе Алтай—Кузбасс.

Полюбилась она тем, что довольно сносного качества и идет в объезд города Новосибирск с его пробками.

Т.к. 12 июня — выходной, именно в этот день мы и стартовали. Представляю, что творилось на выезде из Новосибирска на Бердском шоссе… Все же едут на дачи или на несколько дней на Алтай. Поэтому, считаю, что поступил правильно и сэкономил время, хоть и проехали лишних сотню километров.

Первая ночевка в палатках на базе Манжерок, что находится возле одноименного села. Там состоялся один из концертов фестиваля. 900 км пути. В принципе, долетели легко…

На первом же концерте окунулись в замечательную атмосферу фестиваля, встретили старых друзей туристов, бардов, альпинистов и насладились замечательной музыкой.

Вообще, нужно отметить интересную фестивальную особенность, это не просто бардовские концерты, а с недавнего времени полноценные джазово-классические-авторско-бардовские выступления замечательных артистов со всей страны, но бывают гости и из дальних стран.

Фестиваль сам объединяет альпинистскую культуру и музыкантов, что в принципе близко по духу и дополняет друг друга. Ведь в походах и на восхождениях походная романтика с песнями у костра — это неизменный атрибут.

В горной части фестиваля, непосредственно в альплагере Актру, куда мы держим путь — концерты лишь скрашивают вечерний досуг после тяжелых дней, сочетающих несложные прогулки, восхождения на вершины и горные перевалы и соревнования среди альпинистов и скайранеров. Ага, например, скоростной забег на 1000 м по вертикали! Это вам не шутки!

Итак, после насыщенного первого дня, перегона в 900 км, следующий день был проще. Всего 200 км. Но зато это был уже горный Алтай и 2 перевала, и начинаются красоты Чуйского тракта.

В селе Купчегень мы встретились с друзьями, погуляли по окрестностям и двинули на следующий день уже до Курая. Где оставили машины во дворе у местных «забросчиков», забросились на УАЗах в верхний альплагерь Ак-Тру.

На этом описание дороги, в общем-то, прекращается, и я перехожу непосредственно к описанию горного этапа фестиваля.

Сам фестиваль длится около 10 дней. С момента первого концерта в Томске, погрузки на автобусы с отправлением на Алтай, концерт в Манжероке, высокогорная и основная часть в Ак-Тру и возвращение домой.

Мы предпочли добираться до фестиваля самостоятельно на своих авто, но, как говорят опытные фестивальщики, многое теряем, т.к. атмосфера фестиваля проявляется полностью, именно начиная с автобуса, где происходит знакомство и братание участников.

Ак-Тру встретил нас отличной погодой. Безоблачным небом и свежим и чистым горным воздухом. Ставим лагерь и наслаждаемся…

Константин Мыльцев:

Мы шли по своей программе, т.к. приехали позже на 1 день.

Сначала, как обычно, акклиматизационные выходы на озеро Голубое, на ледники Большой и Малый Ак-тру. Далее по программе перевал Учитель (1А), ну и, в завершение, можно сходить на 1-2 вершины.

Об этом позже…

Сам альплагерь состоит из 2 лагерей, один на озере Сачки, второй чуть пониже на бывшей гляциологической базе Томского госуниверситета. Высота лагеря уже около 2100 м над уровнем моря. А ближайшие вершины достигают высоты в 4000 м.

Уже на высоте в 2000 метров летом может идти снег, так же встречаются и снежники, не растаявшие с зимы.

А начиная с высоты 2200-2300, уже лежат ледники.

Сам лагерь находится в очень живописных местах в окружении величественных гор, вековых лиственниц. Можно встать и с палаткой, или снять палатку или домик. Есть столовые и прокат снаряжения, а также инструктора, готовые сводить вас в горы.

Добираться до Лагеря очень легко и доступно, в общем-то, всем желающим… Машины можно, как мы, оставить в пос. Курай и воспользоваться услугами по заброске в Альплагерь.

В 2000 году я с одногруппниками — географами ТГУ здесь как раз был на практике. После этого еще пару раз был в походах. Так что знаю в этих местах каждый камень. ))

Первый выход, традиционно на озеро Голубое. Набор высоты почти порядка 700 метров относительно лагеря. Путь проходит сначала вдоль реки большой Ак-Тру, затем вдоль одноименного ледника.

Подъем сам несложный. Заблудиться трудно. Есть натоптанная тропа.

Само озеро хоть и называется голубое, но имеет достаточно выраженный зеленый оттенок… ну это, в общем, и не важно.

На озере стоит домик Гляциологов, в котором можно укрыться в непогоду. Про погоду — тут отдельная история. В горах она меняется стремительно и по нескольку раз в день.

Может на долгие дни «заложить» тучами все долины, а может и наоборот. За этот выход был и снег, и дождь, и абсолютно чистое небо…

Старшая скоро меня догонит по росту ))

Фестивальщики двигают шумной большой толпой. Тащат сюда музыкальные инструменты. В прошлые годы даже контрабас заносили! ))

В этом году ограничились гитарами. Но тоже весело! Обязательно купаются в ледяном озере! )))

Дорога в облака! ))

Где еще летом в снежки поиграешь?

На завтра, после фестивальной ночи, дочка пошла на перевал Учитель с нашими друзьями, а я отправился к леднику малый Ак-Тру пофотографировать окрестности и попутный водопадик.

Водопадик стекает по узкой расщелине, берет свое начало со снежников на вершине.

Ко всем достопримечательностям ведут отличные пробитые тропы. Гулять по ним — одно удовольствие. Всем рекомендую в рамках путешествий по Алтаю хоть на пару дней заехать на Актру и погулять там.

Очень красиво и необычно для городского жителя. А главное, доступно!

В рамках фестиваля проходил чемпионат России по Скайранингу. Приехали спортсмены со всей страны. Суть скайранинга — покорение высоты на время. Вертикальный километр — это стандартное испытание. Бегают не только спортсмены-скайранеры а и обычные альпинисты, туристы и даже барды. Ну, мы не в такой физической форме чтоб соревноваться, поэтому пошли своим маршрутом.

Апогеем нашего путешествия должно было стать восхождение на вершину Купол Трех озер или просто «Купол». Высота 3650 метров над уровнем моря.

Для подъема выбрали маршрут 1Б категории трудности (есть и более сложные — например по вертикальному леднику малый Ак-Тру). 1Б — проходится без использования спецснаряжения, веревок, крючьев, ледобуров и др…

По этому маршруту я ходил в юности много раз. Но крайний раз был 15 лет назад! )) В тот юбилейный 2000 год, я за 1 месяц покорил эту вершину трижды! С разными группами. В том числе и с группой студентов ТГУ на практике.

В этот раз попутчиков мы не нашли, основной фестивальный забег был днем ранее, и мы решили отправиться с дочкой вдвоем. Тем более, с толпой идти труднее, нужно подстраиваться под общий ритм, и может не хватать времени на фото.

А фото — было у меня приоритетным. Итак, рано утром, прощаемся с частью нашего лагеря (они уезжают домой), завтракаем и стартуем вдвоем на вершину.

Маршрут несложный. Основная сложность — набор высоты. Нам предстоить набрать 1,5 км в высоту и затем эти же 1,5 км скинуть. Ну и + идти по тропе, по каменной осыпи, прыгать по валунам вдоль ручья, затем выйти на ледник и идти по снегу последние 600 метров подъема.

Начало подъема — в кулуар по сыпухе:

Сначала путь проходит по кулуару (узкому ущелью). С двух сторон нависают скалы, тропа петляет между валунами и сыпухой.

Воды по пути предостаточно. Вообще, в горах трудно найти место, где не слышно журчание или рев воды. ))

Выходим к так называемой «зеленой гостинице». Это такой оазис зелени на полпути на вершину Купол.

Мы ранее неоднократно останавливались даже на ночлег в этом месте. Очень живописный островок альпийских лугов с разнообразными яркими цветами, огражденный от ветров со всех сторон горными грядами. Так что находиться там достаточно комфортно. Есть вода.

Вообще, от лагеря набор высоты уже метров 700. Просто когда поднимаешься по мрачному суровому и темному ущелью, и попадаешь в этот зеленый рай — даже настроение поднимается!

Зеленая гостиница с высоты:

Начинаются снежники… Подъем по рыхлому снегу довольно тяжелый.

Выходим к домику гляциологов. Это тоже небольшой домик оббитый железом, где можно переждать непогоду…

И тут, как раз и началась непогода. ((

Небо и до этого было серым и грустным. Избушка находится на высоте 3040 метров. Т.е. до вершины остается примерно 600 метров по вертикали. Подъем тупо в лоб по снежнику, леднику.

Куполом называют вершину, потому что ее венчает белый снежный купол. Лишь на самом верху на вершине есть скальники. Но, опустились облака, повалил снег, видимость упала до нуля, ветер… в общем, в такую погоду идти невозможно.

Опасность заключается не в том, что трудно идти наощупь, укрываясь от ветра и снега, а в сложностях ориентирования в этой белой мгле. Можно уйти совсем не туда, можно заблудиться. Выйти на опасный участок и пр…

По плану в районе избушки у нас был запланирован обед. Мы несли с собой термос с горячим чаем и перекус. Теплых вещей брали по минимуму, на ночевку не рассчитывали.

И вот, сидя в избушке, перекусывая, я начал прикидывать, что же делать дальше. Буря била в избушку и ее покачивало… в щели задувал ветер и снег. Перспектива остаться в избушке не радовала. Тем более, если мы не вернемся к вечеру, нас будут искать.

Решил переждать непогоду, очень надеясь, что она скоро закончится…

Шли часы, наступал час Икс, час невозврата. Т.е. час, когда нам бы не хватило времени подняться на вершину и спуститься засветло. А потом бы настал час Игрек, когда нам бы не хватило времени спуститься.

А между прочим, спуск всегда сложнее подъема. На спуске особенно после такого подъема велик риск получить травму, не рассчитать силы, а по темноте — уйти не туда. Т.к. ориентироваться в горах при условиях ограниченной видимости — очень нелегко.

Я не сгущаю краски, буквально через пару месяцев после описываемых мной событий на соседнем, более сложном подъеме погибнут 4 томских альпиниста. Опытных Альпиниста. Пусть земля им будет пухом!

В общем, сидели мы с дочкой в этой зыбкой избушке и ждали… Периодически выходил на улицу посмотреть обстановку…

Непогода закончилась так же резко, как и началась. Ну не то, чтобы прямо закончилась, подутихла… Стала видна вершина!

Вон она — тонкая серая полоска в конце подъема…

Времени должно хватить и на подъем и на спуск, но запаса уже нет… Блин, мы так близко и как не хочется уходить ни с чем…

Выдвигаемся на финишную прямую. 600 метров по вертикали…

Снизу опять поднимаются облака… ничего хорошего, в общем…

\

На середине подъема, нас опять заволакивает облаками. Видимость падает…

Контрасты. Все вокруг белое. Не видно границ. Это как в полной темноте, только темнота белая!

Лишь только люди выделяются ярким пятном:

Поднимаюсь, а мысли роятся в голове. Ок, здесь и сейчас мы поднимемся… дорогу вверх не перепутаешь, да и следы старые проглядываются… а вот вниз — будет сложнее найти.

Вершина достаточно большая. Может, как футбольное поле… Учитывая, что это вершина — спуск будет во все стороны. Если не проглядываются долины и нет ориентиров — как понять, куда именно надо спускаться? ))

Решил выложить стрелку из трекинговых палок. Перед вершиной, чтоб понять куда спускаться.

Но удача опять поворачивается к нам лицом! Облака поднимаются, и начинает захватывать дух от видов, открывающихся внизу:

До вершины близко!

Урааааааа!!!!!!!!

Поздравляю Викулю с ее первой вершиной! Мы это сделали! Наверное, тяжелей было мне. ))

Вершину слагают полуразрушенные скальники.

Виды открываются обалденные! Жаль только, что облачность не до конца ушла, но в разрывы облаков видно и Южно-Чуйский хребет, и Улаганское плато, и даже Монголию…

Эх, хотелось бы остаться подольше на вершине, да время катастрофически убывает. Нам еще нужно вернуться!

Спускаемся…

Следующим вечером — закрытие лагеря. Вику за восхождение на пик «Купол» наградили значком и удостоверением «Альпинист России».

Сергей Астахов, председатель Томской Федерации Альпинизма вручает Вике удостоверение:

Завтра выдвигаемся домой. Очень хорошо посидели у костра организаторов в последнюю ночь. Общались, пели песни и прощались с нашими друзьями.

Утром надо было садиться за руль и надо хоть немного поспать, часа в 4 утра пришлось уходить в палатку. ((

Сергей Гуреев, известный томский поэт и бард, посвятил мне эти строки:

«Когда с утра вновь слышу я — Нальем!
И наш отъезд из лагеря все ближе.
Всех тех, кто среди нас не за рулем,
я искренне и нежно ненавижу!»

Немного лиц фестиваля:

На обратном пути остановились на ночь в поселке Усть-Муны, вечером следующего дня уже были дома.