Маленькое путешествие в Дивногорье на ноябрьские

13.01.2016 | 11259 просмотров

Нитка маршрута:

Красногорск — Дивногорье — Воронежский заповедник — Рамонь — Воронеж — Елец — Красногорск.

Команда

Наш экипаж: папа (автор, водитель), мама (водитель), мальчишки 8 лет и 5 лет. Лошадка — Рено Дастер.

Наши друзья: папа (водитель), мама, дочка 6 лет. Лошадка — Юндай Солярис.

Предыстория

Ноябрьские праздники — самая унылая пора в году. Погода сильно сужает спектр идей для активного отдыха в это время. Особенно для отдыха с детьми. В прошлом году на ноябрьские праздники совершенно спонтанно наша семья и семья наших друзей решили прокатиться в Тульскую область. Побывали на Куликовом поле, в усадьбе в Богородицке, в Ясной Поляне и собственно в Туле. Поездка понравилась непередаваемо! В этом году решили придумать что-то аналогичное.

Выбор пал на Дивногорье, что в Воронежской области. Когда-то довольно давно я прочитал великолепный отчет Андрея Тарчевского о посещении этого места. Потрясающие фотографии меловых скал, видов долины Дона меня просто заворожили. Живые и интригующие истории о вырубленных в меловых скалах церквях и монастырях подогрели интерес.

Дополнительно порыл интернет на предмет других достопримечательностей в том районе. Оказалось, немного, но есть. Воронежский заповедник. Мы очень любим лес. Поездка без прогулки в лесу была бы неполноценной. Замок принцессы Ольденбургской в Рамони. Не руины, но и не реставрация (новодел). Очень необычно для наших краёв. Ну и собственно Воронеж. Много мелких интересностей (как я ошибался).

Предварительный опрос выявил немаловажный факт, что кафе ни в Дивногорье, ни в Воронежском заповеднике не работают. Продуктовые магазины, однако, есть. Мы тем не менее набрали с собой продуктов на два дня, газовые горелки, посуду для готовки и для еды.

День первый. 4 ноября

Выезд был намечен на 7 утра. Реально выехали в 7:15. Над Москвой занимался яркий жизнерадостный рассвет. Облаков почти не было. Машин, несмотря на ранний час выходного дня, было уже довольно много. Но затруднений не было. МКАД летел. За 45 минут докатили до съезда на М4. Небо успело затянуть серыми тучами. В дальнейшем всю дорогу погода была «полосатой». То хмурые тучи и даже туман, то вдруг яркое солнце озаряет окрестный пейзаж.

В Московской области на М4 машин много, но затруднений нет. Дальше машин стало значительно меньше. Скорость ниже 110 почти не опускалась. На пунктах оплаты довольно свободно. Не более 2-3 машин на шлагбаум. Ценник уже дневной (с 9:00 до 21:00). В Московской области с наших машин взяли по 35 рублей. Дальше были еще 4 платных участка: 60 рублей, 120 рублей, 80 рублей и 60 рублей. За Воронежем с 544 км по 693 км 29 ноября начнет действовать еще один платный участок. Пункты взимания оплаты уже стоят. Шлагбаумы работают. Только пропускают бесплатно. В начале Тульской области тоже готовят платный участок. Строят надземные пешеходные переходы, пункт взимания оплаты. В следующем году, похоже, запустят.

Впечатления от трассы скорее позитивные. М4 не идеальна, но очень близка к тому, чем должна быть настоящая дорога. Две полосы в каждую сторону, отбойники. Платные участки от бесплатных отличаются ограничением скорости (110 против 90) и отсутствием наземных пешеходных переходов. Впрочем, на некоторых участках, похоже, их просто убрали. Слева автобусная остановка, справа автобусная остановка, а перехода через дорогу нет. Никакого. Сплошной отбойник. На много километров. Хотя, наверное, автобусы давно отменили. По просьбам трудящихся, разумеется.

Имеются площадки для отдыха. Редкие, неказистые. Не очень чистый асфальтовый пятак. Эстакада. Туалет типа сортир. Столик с лавочками скорее исключение, чем правило. Ни одного навеса. На 395 километре М4 остановились на площадке для отдыха, где был чистый, теплый бесплатный ватерклозет без запаха! В отличие от заправок в нем было несколько кабинок (нет очереди) и практически стерильная чистота. На улице несколько столиков с лавочками. Навесов не было и здесь. Дождя не было, слабое ноябрьское солнце неприятностей не доставляло, но от ветра хотелось укрыться.

Здесь мы устроили обед. Достали термосы, домашнюю еду и душевно перекусили. Дети устроили беготню по стоянке. Пришлось отвлекаться от еды и пресекать шалости.

Дальше поехали без остановок. После объездной Воронежа пошли населенные пункты у самой дороги. Мы не сразу заметили, что указатели на белом фоне. Заработали письмо счастья.

От трассы до Дивногорья чуть больше 60 километров, но ехали мы их больше часа. Населенные пункты, кое-где ограничения 40, неважный асфальт. Больших дыр нет, но трясет местами чувствительно. Вокруг вспаханные поля, современные элеваторы, фермы. На дороге много медленной сельскохозяйственной техники. Обгонять тяжело. Прямых участков мало.

До самого последнего момента не оставлял вопрос: где же среди этой плоской, как стол, равнины с черными, как крыло ворона, полями белые меловые холмы? Только на последних трех километрах дорога выходит на край плато, и открываются потрясающие виды на долину Дона и на меловые склоны.

Указатели на музей и на гостиницу на главной улице хутора Дивногорье есть, но плохо читаются. Дорогу нам подсказала местная жительница. В самом конце хутора направо — гостиница, налево — музей.

Припарковались у входа в гостиницу около 4 часов вечера. К нам вышел охранник и предложил заполнить регистрационные карточки. 16 пунктов. На каждого. Включая детей. Попотели, но справились.

Гостиница представляет собой двухэтажный многоподъездный дом. В каждом подъезде — 4 квартиры. Комната, санузел, кухня. Мы бронировали два номера: на троих и на четверых. Каждый из них с кухней. Номер на троих оказался готов к заселению. А вот номер на четверых — нет. Охранник сказал, что предыдущие жильцы выехали полчаса назад. Уборка будет только завтра и повел в соседний подъезд. Мы приуныли.

В соседнем подъезде номер на четверых оказался крохотной комнатой, в которой 90% площади занимали 4 кровати. В санузел и кухню надо идти через лестничную площадку. Мы начали возражать. Что, мол, мы заказывали совсем другие условия. Охранник ответил, что какая вам разница. В подъезде кроме вас никого. Лучше б он этого не делал. Жена объяснила ему, что ноги ее в этой комнате не будет, что проблемы персонала — не ее проблемы и что она требует немедленно предоставить нам номер в соответствии с бронированием. Если бы слова имели вес, а эмоции температуру, то стены этой несчастной гостиницы были бы уже изрешечены крупными дымящимися отверстиями. Охранник не потерял самообладания и спокойно сообщил, что урегулировать вопрос надо с администратором. Которая, по его словам, сидит в музее. Жена направилась к машине. Я тоже.

Через пару минут мы были у окошка кассы музея. Видимо, администратору уже доложили обстановку. Мы не успели и слова сказать, как нам сообщили, что уборщицу уже везут в наш номер, и через полчаса мы сможем заселиться именно в тот номер, который заказывали. Мы выдохнули. Несколько раз переспросили, в какой именно, что там есть и когда он будет готов, а потом вернулись к гостинице. Там успели заметить, как какая-то тетя, вооруженная ведром и деревянной шваброй, шустро юркнула в наш подъезд.

Солнце уже касалось горизонта, подсвечивая потрясающе красивые осенние пейзажи. Узоры различных оттенков охры, меди, золота раскинулись на километры кругом. Далеко не все деревья в Воронежской области скинули листву. Мы застали конец золотой осени. Над рыжими склонами гордо возвышались белые меловые столбы. Ветер мягко колыхал соломенные пряди высохшего ковыля. Я вообще-то не сильно ботаник, но предполагаю, что это был именно ковыль.

Мы решили не терять время и прогуляться по окрестным холмам. Тропика через степь начинается у дальнего конца здания гостиницы. Там же установлена забавная деревянная конструкция с колесами, винтами, крыльчатками. Если покрутить одно из них, раздается натуральное овечье блеяние. Дети были в восторге. Еле оттащили их от этой штуки.

Чем выше мы поднимались по склону, тем красивее открывались виды. Солнце уже почти скрылось за горизонтом. Внизу протянулись цепочки огоньков. Вокруг тишина, покой и умиротворение. Горьковатый, но очень вкусный запах осенней степи. Для нас, жителей средней полосы, это — экзотика. Дети собирали меловые камешки, бегали друг за другом среди пожелтевшей травы и были абсолютно довольны нашей прогулкой.

Мы дошли до какой-то будки со шлагбаумом и от нее уже по проселочной дороге вернулись в гостиницу. К тому моменту полностью стемнело. Фонарей в степи нет, но дорогу все-таки было видно.

В двери нашего номера торчал ключ. Мы начали заселяться. Квартирка оказалась довольно большая. Квадратов 50, не меньше. Четыре кровати по углам спальни просто потерялись. Осталось много пространства, чтобы дети смогли вовсю порезвиться. Просторная прихожая. Кухня вполне могла бы вместить человек 15 за раз. Обстановка — ностальгия советского командировочного. Но все чистенько. Никаких посторонних запахов. В кухне современный газовый отопительный котел на стене, оплетенный совершенно невероятным количеством труб.

В наличии оказались газовая плита, кастрюля, чайник, тарелки, стаканы, ложки, вилки. Холодильник — на лестничной клетке. Один на две квартиры. Видавший виды «Саратов».

Приготовили ужин, душевно пообщались за чашкой чая. Да-да. Именно чая. Не верите? Ну и ладно. Дети, пользуясь тем, что за ними никто не следит, перетаскали все сладкое, что было на столе. Спать улеглись в районе 10 вечера.

Дневной пробег 670 км.

День второй. 5 ноября

На улице пасмурно. К музею выдвинулись без 10 минут 10.

Музей представляет собой деревянный жилой дом, в котором расположен магазин сувениров. У входа — будочка, где продают билеты. Если в будочке никого нет, нужно зайти в дом и позвать. Музей работает с 1 мая по 10 ноября. Первая экскурсия в 10 утра. Последняя в 16:00. В пещерную церковь без экскурсии не пускают. По плато и по Маяцкой крепости можно гулять свободно. Взрослый билет 250 рублей, детский 120. Дети до 6 лет бесплатно. Рядом с домиком развлекуха: сарайчик с древней утварью и украинское подворье. Есть также кафе и туалет. В ноябре все это НЕ работает.

Кроме нас желающих на утреннюю экскурсию оказалось немного. Только супружеская пара средних лет из Воронежа. Мы купили билеты и выдвинулись за нашим экскурсоводом Еленой. Метров через 300 за домиком начинается железная лестница. Метров через 100 она приводит к вырубленной в меловой скале церкви.

Елена отперла дверь и провела нас внутрь. Внутри весь комплекс отштукатурен и побелен. В нишах встроена подсветка. Под потолком проигрыватель и колонки. Для создания атмосферы Елена с пульта дистанционного управления включала то хор монахов, то звон колоколов. С него же управляла освещением. Я успел сделать несколько снимков, прежде чем мне сообщили, что нельзя.

Экскурсия понравилась. Пересказывать не буду. Память слаба. В википедии этот материал изложен лучше, чем мой пересказ экскурсии. Наибольшее впечатление произвела даже не сама церковь, а кельи и кухня на втором ярусе.

После церкви мы поднялись на самый верх плато. Полюбовались видом на Дон и Тихую Сосну. Останцы внизу слева и есть церковь, которую мы только что посмотрели.

А затем пошли к Маяцкой крепости. Там нам Елена рассказала про Хазарский каганат, алано-болгарские племена, их быт, общение с соседями славянами. Тоже весьма познавательно и интересно. От крепости остались лишь оплывшие валы.

Экскурсия длилась полтора часа. Елена вернулась вниз, а мы пошли дальше по плато вдоль железной дороги в направлении Успенского монастыря. Серое небо приглушало краски, но все равно виды открывались живописные. Пару раз мы спускались в пересекающие путь овраги, поднимались наверх.

Дети уже начали ныть, как вдруг перед нами открылся монастырь. Основные постройки — внизу. Храм, три братских корпуса. Два восстановлены, один только начали восстанавливать. Там же гостиница для паломников.

Мы зашли в храм и попросили провести нам экскурсию. К нам вышел брат Андрей и повел в подземный комплекс. Он-то как раз наверху.

Вырубленная в скале церковь реставрируется, но не так, как в музее. Братия где-то достает меловые блоки и закладывает ими большие дыры, выбитые в колоннах или стенах. Там, где утрачена прочность конструкции вставляют железную арматуру и замазывают меловым раствором. Но основная часть стен остается открытой. Все стены покрыты сплошным слоем надписей типа «здесь был Вася», но братия не собирается их прятать. Говорят — это история. Некоторые имена с ятями и датами типа 1834, 1793 и т.п. Но большая часть, конечно относится к советскому времени, когда здесь был санаторий для легочных больных. Считалось, что прогулки по меловым коридорам способствуют выздоровлению.

Брат Андрей рассказывал захватывающе здорово. В принципе то же, что и Елена в музее, но уже про монастырский комплекс. Ходов и помещений в монастыре гораздо больше. По словам брата Андрея, они расположены в три этажа, простираются на несколько километров, но находиться в большинстве из них — опасно. Часть проходов перегорожена завалами. Мы действительно видели ходы, уходящие в стороны, вверх, вниз. Видели завалы. В подземелье абсолютно темно. Монахи не стали проводить электричество. Экскурсия проходит при свечах. Это создает особую атмосферу. Брат Андрей продемонстрировал нам необычную акустику в одной из подземных часовен, а также дал возможность пройти один проход в полной темноте, даже без свечей. В целом впечатления на порядок более сильные, чем в музее.

Назад возвращались через плато, подальше от края, чтобы не повторять спуски и подъемы, которые неизбежны, если идти по краю. Наверху есть парковка со шлагбаумом и туалетом. Смотрится немного дико посреди степи. Ни построек, ни людей. Но летом, наверно, там оживленно.

По дороге видели реконструкцию алано-болгарского поселения. Летом там тоже какая-то развлекуха. А в ноябре тихо, пусто, заброшено.

Посреди степи обнаружили асфальтированную пешеходную дорожку, ведущую из ниоткуда в никуда. Эх, богатая же у нас страна!

Перед сном сходил еще раз к церкви. Там организована довольно красивая подсветка.

День третий. 6 ноября

Подъем в 6 утра, быстрый завтрак. На улице за ночь подморозило. Машины, трава, все покрылось толстым слоем инея. В низинах собрался морозный туман. Небо глубокое, морозное, синее. Первые лучи солнца взорвали морозную дымку веером невероятных красок. Красота фантастическая! Приходилось разрываться между фотоаппаратом и погрузкой вещей. К сожалению, фото получились серыми и невзрачными. Но мы-то помним, как было красиво!

Выехали в 7:30. Вспомнили, что забыли оставить ключ. Вернулись. Выехали снова. Ехали не торопясь. Дорога тоже покрылась инеем, а резина-то еще летняя! Ближе к Лискам уперлись в хвост колонне грузовиков с сахарной свеклой. Поехали еще медленнее. Время от времени из кузова грузовика вылетала какая-нибудь свекла и, весело подпрыгивая, как настоящий мяч пролетала в нескольких сантиметрах от капота.

Выехали на М4, вздохнули свободнее. Солнце поднялось, иней пропал, трафик близкий к нулю. Красота! Немного не доезжая Воронежа, навигатор увел нас направо в глубь каких-то поселков. Полюбовались сельским бытом. Потом поселков стало меньше, пошли леса и поля. Поехали веселее.

Где-то в начале двенадцатого добрались до главной усадьбы заповедника. Нам предстали хорошо отремонтированное здание, ухоженный газон, скульптурные группы животных. Вокруг сияющие золотом листвы и серебром инея дубы. Яркое солнце, свежий морозный воздух. Красота!

Взяли билеты и пошли смотреть бобровый питомник и аквариум. (Питомник взрослый 70, детский 50, а аквариум 170 взрослый, 130 детский, дети до 6 лет в обоих случаях бесплатно). Бобровые домики тоже недавно заново отделаны. Много-много пластмассовой имитации блокхауса.

Питомник интересен тем, что много-много бобров собраны в одном месте. И все они разные. По выражению морд, по поведению, окраске, размерам. Но условия их содержания, честно говоря, наводят уныние.

Аквариум гораздо интереснее. В холле в трех углах воспроизведены три времени года. Лето, осень, зима. Довольно симпатично. Непонятно, правда, зачем. С бобрами это оформление никак не связано. На полу — скособоченная картина ручья в скалах и лежащего поперек него бревна. Эта композиция гордо называется 3D пол. Что-то в этом есть. Мы попросили наших детей встать на «бревнышко» и изобразить, что они балансируют руками. Сделали фотку, а потом показали бабушке. Бабушка заохала: как же они не упадут с этого бревна? Как им не страшно? И что это за безобразие, что такая яма в помещении. :)

В следующем помещении собственно аквариум. Верхний этаж — бутафория на тему леса. Нижний — вода. Где плавают бобры. А плавают они действительно здорово! Быстро и грациозно. Передние лапы — как руки. Бобры действуют своими пальцами очень ловко! Есть также возможность понаблюдать за бобрами, когда они забираются к себе в хатку. Дети были чрезвычайно довольны. Мы там провели, наверное, полчаса.

На выходе с бобровой территории — детская площадка. Вся из дерева. То есть совсем из дерева. Только кору сняли с бревен и веток. Но на входе надпись: объект не сдан в эксплуатацию. Вход запрещен. Для детей был сильный облом. Впрочем, копошащийся рядом в вольере кабанчик их немного развлек.

Дальше мы прошли мимо монастыря и пошли искать экотропу. Прошли через поселок. На каждом доме вместо названия улицы значилось гордое «главная усадьба заповедника», ну и номер дома. Но если собственно главное здание было хорошо отремонтировано, то жилые домишки поселка давно забыли лучшие времена. Серые, покосившиеся. Куцые огородики, чахлые яблони, разномастные покосившиеся заборчики. Ржавые остатки какой-то техники. Из-под заборов самозабвенно брешут собаки.

Но таки нашли. Свежая красивая деревянная арка. Правила поведения на тропе. Дальше информационные щиты, где в шутливой форме рассказывается об окружающих деревьях. А лес вокруг красивый. Не то, чтобы вот ах, увидеть и умереть. В Подмосковье такой не редкость, да и красивее можно найти, но все-таки красивый. Сосны, густой подлесок.

Через какое-то время развилка. Направо 1,5 км, налево 4,5 км. Мы естественно пошли налево. Тропа довольно однообразная. Изредка попадаются стенды и указатели. Совершенно пустые. Ни циферки, ни буковки. На деревьях скворечники. Упавшие поперек дороги деревья не убраны. Детям быстро стало скучно, и они заныли.

Вскоре нам попалась поляна. На ней сделаны кормушки для копытных, выложены куски соли. В дальнем конце сделана площадка для наблюдения за оными. Надеюсь все-таки, что именно для наблюдения. Но точно не знаю. Тетеньки в главном здании ничего про эту площадку не знали. Здесь ребятня побегала, полазила на площадку, а мы посидели на бревнышке, понежились на солнышке. А потом пошли обратно.

На выходе в поселок мы разделились. Все пошли в магазин, а я по непряденой тропе (1,5 км). Здесь оказалось интереснее. Сначала сосны сменились дубами, потом пошла ольха и болотная растительность. Стали попадаться металлическиу столбики и кучи досок. Вот тут-то я и понял, где были сняты самые интересные кадры, которые я видел на сайте заповедника. Действительно красиво. Да нет, я не про доски. Я про лес!

А недостройка быстро закончилась. Над заболоченной поймой реки пошли нормальные мостки. Хотя, как нормальные? Настил и балки, на которые он опирается, не обработаны биозащитой. Сгниет все через 3-4 года. Перила сделаны из нестроганых и нешкуреных брусков. Все это кое-как сбито ржавыми гвоздями. Дополнительной перекладины на полувысоте нет. Ребенок с этих мостков упадет влегкую. К сожалению, так часто случается в нашем государстве. Средства отпущены, освоены, а толку нет. Для себя так не делают.

Апофеозом был выход с тропы. Там в конце мостков я узрел табличку «объект не сдан в эксплуатацию, вход строго воспрещен» и вышел на какие-то задворки. Кучи досок, сахарной свеклы (куда же без нее в Воронежской области!), черные пятна, где, видимо, что-то жгли. Глухие стены задов каких-то хозяйственных построек… Над ними я уже видел знакомый купол монастыря, крыши домов, мимо которых проходил в начале прогулки. Но путь мне преградил свеженький красивый металлический забор. Мое недоумение длилось недолго. Забор… ну, вы уже догадались! Да, конечно, он тоже не был доделан до конца. :) Так что через минуту я уже был на знакомой улочке, а через пять встретил всех своих на выходе из магазина.

Вернувшись к гостинице, мы заселились. Номера красивые, уютные, свежайший ремонт, мягчайшие кровати. Чисто и уютно. Нас очень любезно встретили, все рассказали, показали. Похоже, мы были единственными постояльцами в гостинице. Кафе не работает, но есть кулеры на обоих этажах. Попили чайку, перекусили припасами и пошли смотреть музей природы.

Музей природы расположен в том же здании, что и гостиница. Билеты взрослый 70 рублей, детский 50. До 6 лет бесплатно.

Все-таки есть в этом какой-то особый эстетизм, когда выходишь из номера и идешь в музей в домашних тапочках. :) Музей произвел весьма положительное впечатление. Потрясающие сцены природы в витринах! Великолепная работа таксидермистов и оформителей! Совершенно естественные позы зверей, замерших в движении. Листья, трава, хвоя — все совершенно как живое! Листики разные, с природными изъянами: чуть пожелтевший, или объеденный насекомыми, или слегка примятый. Трава самая разная, где-то затоптанная, а где гордо стоящая. Листья, ветки, шишки на настоящей земле. Потрясающе!

Впрочем, экспозиции не хватает информативности. Даже те убогие таблички, что присутствуют с названиями выставленных животных, невозможно прочитать, так как они провалились между стеклом и рамой. Нет текста об этих животных, их повадках, образе жизни. Нет возможности послушать их голоса. Нет аудиогидов, а экскурсии организуют только от 15 человек.

После музея немного отдохнули и решили приготовить ужин. Стемнело. Все посетители и работники музея разъехались. Осталась дежурная по гостинице и охранник. Мы нагрузились горелками, посудой, продуктами и устроились на лавочке недалеко от входа. Похолодало. Горячий супчик на морозном свежем воздухе пошел на ура. Дети, правда, есть его отказались. Детей накормили макаронами.

Затем пошли гулять. Далеко мы не ушли. Младший сказал, что он устал, ему страшно, и мы повернули домой. По пути мы зашли в веревочный парк «Ёшкины дорожки». Он был уже давно закрыт, но детям очень хотелось полазить. Детский маршрут был полностью закрыт сеткой и не требовал обвязки и страховки. Родительское сердце дрогнуло, и мы разрешили.

В принципе вход на первую площадку был закрыт деревянной калиточкой на замке, но что какая-то калиточка для этой гоп компании? Пять секунд, и они внутри. Восторгу не было предела! Сколько раз они там пролезли — я сбился со счета. Наконец детвора устала, и мы пошли в гостиницу. Ну, а там немного посидели и спать!

Дневной пробег 170 км.

День четвертый. 7 ноября

Встали в 8 утра. Долго провозились со сборами. Выехали где-то без 20 минут 10. На улице яркое солнце, почти тепло. Дорога на Рамонь идет по территории заповедника через станцию Графская. До Графской — хороший асфальт, затем 7 километров грунтовки. Мы все дружно поблагодарили судьбу за сухую погоду. Весной, пожалуй, там не пробраться. Дорога идет пологими волнами. Машина в «волне» скрывается целиком. Грунт преимущественно песок, довольно рыхлый, но попадаются и участки чернозема. Лес очень живописен. Одетые в золото дубы прекрасны!

В Рамони указателей на дворец нет, но прохожие быстро подсказали дорогу. Перед дворцом ухоженный сквер, но количество табличек, запрещающих что-либо, просто зашкаливает. Дворец главным фасадом обращен на запад. Мы приехали утром, поэтому снимать его было тяжело. Но дворец того стоит. Снаружи он сохранился очень хорошо. Архитектура весьма необычна для наших краев.

Внутри — аттракцион на любителя. Необычен он тем, что это не руины и не результат реставрации. У нас ведь как. Либо осыпающийся кирпич без крыши, либо блестящий свежей краской новодел (да, да, мы знаем, что там под современной штукатуркой старинный кирпич, а роспись ну точь-в-точь как на старинной фотографии). Дворец никогда не горел, не стоял без крыши. В нем все время были какие-то учреждения. Детали дворцового декора никто не уничтожал, но и не ремонтировал. Просто пользовали до полного износа. В результате мы видим все подлинное, но затертое и убогое.

Интересна главная лестница. Сейчас она в аварийном состоянии и подниматься по ней запрещено. Сохранились камины. Главная печь в подвале. Облицовочные деревянные панели. Выставлено много фотографий владельцев, их родственников, прилегающего имения. Интересно прочитать историю Ольденбургских, усадьбы.

Погуляв по дворцу примерно час поехали в Воронеж. На Московском проспекте заскочили в ТЦ перекусить в ресторанном дворике. Отличий от Москвы — никаких. Дальше — в центр. Цель номер один — копия первого российского линейного корабля Гото Предестинация (Божье провидение). Построен пару лет назад. Пришвартован к набережной на Адмиралтейской площади.

На площади гуляют сразу несколько свадеб. Суббота! Махонькая парковка забита напрочь. С трудом нашли, где припарковаться. Площадь вроде бы и хорошо отделана, но какая-то пустая и неуютная. Корабль великолепен! Так и просится на фото! Но сразу заприметили неладное. Все калитки закрыты. Никакой движухи. Пошли к кассам и тихо обалдели. Доступ только с экскурсией, экскурсия не более 20 человек. Расписание экскурсий 10:00, 11:00, 12:00, 15:00, 16:00. Все! На текущий день все билеты проданы! Сеанс в 17:00 отменен на зимний период! Видимо, желающих нет. Ага! Кассирша была страшно недовольна, что ее побеспокоили. Что вам непонятно? Билетов нет! Как попасть на корабль? Приходите завтра! Нет, сегодня не продаю. Маленькая иллюстрация большого принципа. Вгрохать немереное количество бюджетных миллионов и сделать все, чтобы не окупалось даже содержание этой дорогой игрушки.

Ладно, поехали смотреть музей забытой музыки. В интернете отзывы об этом музее просто восторженные. Нашли адрес. Видим умирающий старый советский ДК не ремонтированный, наверное, с Брежневских времен. Не можем найти музей. В конце концов, охранник проводил нас, открыл какую-то кладовку и пустил внутрь. Вот, говорит, музей. Только хозяин в отъезде. А я вам ничего рассказать не могу. Тут мы понимаем, что попали в музей одного энтузиаста. Легко представить, что в общении с этим наверняка неординарным человеком можно с удовольствием провести не один час. Но этот шанс нам не выпал. Походили, посмотрели инструменты. Побренчали, погудели, постучали. Поблагодарили охранника и поехали дальше.

Следующая остановка — Богоявленский собор. Он огромен. В глазах рябит от «лепнины» и декора. Своей громадой он задавил и несчастный сквер, где его построили и окрестные пятиэтажки. Сооружения такого масштаба требуют пространства вокруг себя. Внутри все еще идет роспись. Увидев у меня в руках фотоаппарат, ко мне коршуном бросился охранник — снимать запрещено! Общее ощущение от собора — какой-то он не настоящий. Как картонная театральная декорация. Вот ощущения от собора в Ельце были ну совсем другие.

Едем дальше. Переезжаем на другую сторону водохранилища и паркуемся у диорамы. Перед входом стоит техника времен второй мировой. Подходим ко входу и видим… «Музей закрыт». Расписание работы: вторник и четверг с 10 до 18, а в субботу и воскресение с 10 до 16. На часах без 15 пять вечера. Видимо, путем напряженных социологических исследований был выявлен всплеск интереса к музеям у воронежцев и гостей города по вторникам и четвергам. А в субботу и в воскресение в 5 вечера все ложатся спать.

Ладно. Забиваем в навигатор следующий адрес: ул. Генерала Лизюкова 4. Памятник котенку с улицы Лизюкова. Ну очень мне нравился этот мультик. И детям его показал перед поездкой. Ехали почти полчаса. Спальный район на окраине города. Вокруг облезшие серые пяти- и семиэтажки советских времен. Памятник зажат на пятачке на задах какого-то рынка между Макдональдсом и залепленным самодельными табличками советским торговым центром. Не совсем облетевшая березка на заднем плане позволила сделать несколько симпатичных снимков.

Погрузились в машины и поехали назад в центр. Сделали вялую попытку найти место, где бы можно было погулять по вечернему городу, но не нашли. Все улицы, что мы видели, были какие-то неуютные и не вызывали желания погулять. Старинные здания есть и даже многие реставрированы, но ансамбля не образуют. Зажаты между все теми же депрессивными пятиэтажками или кубическими бизнес центрами или какой-то промкой. Немногочисленные скверики просматриваются насквозь.

Поехали искать забронированную гостиницу «Натали». Навигатор привел на какой-то перекресток и сложил с себя полномочия. Гостиницы нет. Под диктовку по телефону нашли-таки нужный вход, метров 300 от заявленного адреса. Сама гостиница — первый этаж жилой многоэтажки. Отдельный вход с улицы. Номера тесные, но с хорошим ремонтом. Чисто. Санузлы есть. Но! Четырехместный номер с кухней, что мы заказывали для нашей семьи, оказался отдельной квартирой в соседнем доме. Накрылись наши планы на совместные посиделки вечером. Вход через грязный облезший вонючий подъезд. К самой квартире, правда, претензий нет. Хороший ремонт, меблировка, комплектация кухни. Чисто. Только душновато. Дети тут же уткнулись в телевизор. Вечер прошел ничем не примечательно.

Дневной пробег 140 км.

День пятый. 8 ноября

Подъем в 6 утра. Собирались выехать в 7:30, но квартирный распорядитель опоздал на 15 минут. Выехали в 7:45. Пасмурно. Серо. Прощай, город, в котором не ждут туристов.

На первой заправке после Воронежа пришли к выводу, что времени нам хватает и решили заехать по дороге в Елец. Как оказалось, не зря.

Городок небольшой, ремонтов и благоустройства, видно, давненько не было, но какой-то при этом тихий, обаятельный и уютный. В центре много кварталов старинной двухэтажной застройки. Да, домишки — не шедевры архитектуры, ремонта давно не было, но вот погулять по этим улочкам приятно. Невероятное количество больших храмов на единицу площади. Архитектура очень разная. Некоторые заброшены, но многие действуют.

Кульминацией, конечно, является Вознесенский собор. Он просто огромный и очень красивый. Вокруг достаточно места, чтобы он смотрелся органично. Собор хорошо отреставрирован. Внутри богатая роспись, роскошный иконостас. Когда мы приехали, там шла служба. Атмосфера очень умиротворяющая. Ощущение надежности, доброжелательности, спокойствия. Никакого сравнения с собором в Воронеже.

Обошли собор вокруг и наткнулись на братскую могилу ельчан, погибших в сражении с полчищами Тамерлана в 1395 году! Такого я еще не видел.

В районе 11 утра погрузились на машины и поехали домой. На обратном пути ничего примечательного не происходило. Километры дороги, пункты оплаты. В Московской области пришлось свернуть на А107 и уйти на М2. Навигатор показал большущий красный кусок перед МКАД. Домой приехали в пятом часу вечера.

Итоги

Поездка в общем и целом удалась. Всем понравилось. Хотя детям было скучновато. С погодой повезло. Дивногорье — маст си. Уже после приезда узнал, что в том же районе есть еще пещерные монастыри: в Костомарово и Белогорье. Жаль, поздно. Елец — приятный городок. Очень хотелось погулять по нему подольше. Если бы мне пришлось планировать маршрут заново, то я выкинул бы Воронеж (простите меня, воронежцы!), добавил еще 2 пещерных монастыря, заложил часа три-четыре на Елец.

За 5 дней пройдено 1500 км. Потрачено 23 000 рублей на четверых. Получено много новых впечатлений. Собственно, все. До новых путешествий!

Катуар, заМКАДыш
Подробный и крайне позитивный рассказ с отличными снимками.
Особенно про пещерные храмы и музейный комплекс в ноябре, когда снимать довольно сложно. Почти в шаговой доступности от столицы
Жаль конечно, что не добрались до Спаского женского монастыря в Костомарово (то же пещерного) в тех же местах. Впечатлений было бы значительно больше. А кадры ещё лучше. И не побывали в таком же пещерном храме в Холково. Там ещё и красивые памятники и надземные храмы.
Как вариант - можно ещё посетить деревянный новодел в "Ерусалиме", что в Сухарево Белгородской области.
Но это уже так, на будущее подсказка.
И откровенно огорчает, что в археологическом музее инфраструктуры кот наплакал.
Да к тому же ещё и не работает. А вот сказок экскурсоводов, и про орла в частности, который якобы там летал триста лет назад, с переизбытком.
Спасибо за подробное изложение с кучей нужных и полезных подробностей.
Добавлю снимков для подсказки, вдруг кому-нибудь пригодятся в будущем.
Костомаровский Спаский женский монастырь
Новый Иерусалим в Сухарево Белгородской области - деревяный новодел, съёмки 2014.
И там же древний храм.

Миасс
Не читал! 5!!!
Мой отзыв: Toyota Wish 2003

Очень понравилось. И сам амршрут и рассказ.
Буду мимо - воспользуюсь вашими наводками.
Удачи, спасибо.

Клева!

Отличный рассказ! Спасибо! Именно так и надо проводить выходные!

Вартовск
"Сильно позабавил приемчик маркетологов Лукойл. Стоит, значит, себе обычный столб с ценами на топливо при въезде на заправку. Ниже цен бо-о-о-льшими черными буквами написано «До следующей заправки», затем маленькими бледно розовыми буквами (ой, красочка выцвела :)) на белом фоне «Лукойл», а затем опять аршинными черными буквами «34 (или 47 или 96) км». Нужно ли говорить, что в километре за хитрецами расположена еще куча всяких заправок? И так на каждой Лукойловской заправке."

Спасибо за интересный рассказ. Еще раз убедился, как правильно я поступил, что не поехал в Дивногорье! Смотреть реально особо не на что, а от гостиницы бросает в дрожь.

Вартовск
Интересный рассказ. Но есть непреодолимое желание написать комментарии.

"...В Рамони указателей на дворец нет..."

Пожалуй это не вам претенция, а мысль вслух. Еще раз убеждаюсь - надо помечать точки в навигаторе.

Про Воронеж. Поскольку бываю там ежегодно, могу заметить.

"...Пасмурно. Серо. Прощай, город, в котором не ждут туристов..."

Может быть все таки осень... Выбрали низкобюджетную гостиницу... Да и видно, что желания вечерних посиделок с друзьями особого нет, раз лень пройти в соседний дом...?

"...Городок небольшой, ремонтов и благоустройства, видно, давненько не было, но какой-то при этом тихий, обаятельный и уютный..."

Это как посмотреть. Скажем, за последние 10 лет город преобразился, много путёвых ТЦ построили, дороги подшаманили. Думаю со взгляда высоты Москвы конечно он сероват.

ж/д разъезд 604 км.
Вот так вот - попали на закрытый музей и с этим негативом поехали дальше, перенося этот негатив на другие объекты города... В Воронеж надо в мае или летом ехать, что бы увидеть утопающий во всевозможной зелени миллионный город с множеством крупных и не очень парков, фонтанов и скверов, нарядных улиц, кварталы тихого центра, якобы не сложившихся у автора в единый ансамбль. Музеи от того, что они закрыты не стали хуже или лучше музеев других городов, но сам город оставляет гораздо позитивнее впечатления других областных селений Черноземья (и упомянутой Тулы соответственно). Главное теперь, что бы данное представление о городе ретранслятором не оседало во мнении друзей и знакомых автора. Про все остальное Вам плюс.

dmitriydonskoiy46:
Спаси бо за интересный рассказ. Еще раз убедился, как правильно я поступил, что не поехал в Дивногорье! Смотреть реально особо не на что, а от гостиницы бросает в дрожь.
Я думаю туда нужно ехать проездом. Заехал, посмотрел, и поехал дальше.

Voronezh
ничего забавного, очень полезная информация, поскольку многие заправляются только на Лукойле.
Мой отзыв: Fiat Punto 2011

Romeo.Drom:
Считаю это большим плюсом джобберов Лукойла.
Браво! Брависсимо! Аплодирую стоя!
Оно конечно так, ежель рассуждать на манер "англицких вумных словесов".
Показывая при этом ещё и свою "афигительную вумность".
Однако ежель присмотреться внимательно, то это словоблудство (точнее будет - если букву "у" заменить на букву "Я" для пущей точности) переводится весьма стандартно.
Хотя и звучит по-совковому, но очень точно по сути.
-Считаю это большим минусом всем СПЕКУЛЯНТАМ (один из синонимов) Лукойла!

И по этой причине НИКОГДА не заправляюсь на этих СПЕКУЛЯТИВНЫХ заправках.
Цены ВСЕГДА на них выше, а вот качество НЕ всегда лучше.
Поскольку пользуюсь в основном дизельным топливом (двигатели которого более экономичны, по сравнению с бензиновыми) и всегда спрашиваю по рации у дальнобойщиков про качество.
За крАйние 10-15 лет ещё ни разу не слышал, что бы дальнобойщики РЕКОМЕНДОВАЛИ эту СПЕКУЛЯТИВНУЮ заправку!
При том - во всех регионах России.
От Калининграда до Улан-Удэ и от мурманской Териберки до Элисты в Калмыкии. С Казахстаном и Монголией/Алтаем впридачу!
Вот такая "се ля ви"

Romeo.Drom:
Я думаю туда нужно ехать проездом. Заехал, посмотрел, и поехал дальше.
Согласен с этим мнением на все сто!
В 2014 году поехали по трекам "крутых жЫперов". Что бы проверить, где же они (самые крутые) находят там гуаномесы, что бы засадить свои лифтованные тарантасы. Всё очень детально обследовали, ко всем точкам есть асфальт, но особо смотреть действительно не на что. Только если исключительно проездом.
Что бы не слушать по два часа сказки, про орла, который там летал триста лет назад.

Бывший_сахалинец:
Село Холки, а не Холково.

Хороший, приятный отчет! Также от себя порекомендую посетить монастырь Холки, Белгородская область. Тоже невероятные виды.
Берегите себя!

Рассказ отличный!
Как житель Воронежа не соглашусь только с районом вокруг "Котёнка". Там 30-летние 9ти/16ти этажки вокруг. Хоть и действительно светло-серые, но какой-то уют создают, хотя может от того что в одной из них я живу ;)
Это не советский торговый центр, а кинотеатр "МИР", точнее уже бывший. В шутку по нему определяем возраст собеседника. Был кинотеатр "МИР"(его помнят 28 и старше), потом перестроили в клуб "Фанат" (его знают 24-28), потом переделали в клуб "Жара" (20-24), потом ещё что-то было (место запоминают по Макдональдсу), а сейчас совсем не пойми что! Надеюсь современные дети будут запоминать это место по "Котёнку", а не Макдональдсу.
Макдональдс и рядом с ним Пятёрочку, построили на месте густого Ивового парка, в центре которого стояли Т34 и БМП.
Если проехать 1.5 километра левее(когда стоишь лицом к Котёнку), то там построили "парк" и памятник десантникам, осенью/зимой можно просто погулять по освещённому парку, а весной и летом там работают аттракционы.

А в целом, для туриста, осенью Воронеж совсем не привлекателен. Парки, в основном лиственные, поэтому осенью выглядят серо. Музеи - совсем заброшенные, наверно от того, что за работой местным совсем некогда их посещать. Многое, что было, про*рали и превратили в торговые центры.
Из стоящего отмечу, наверно только, Океанариум в "Граде". После посещения нашего Воронежского, Бангкокский(Тайланд) Океанариум, который все расхваливают, совсем не удивил, скорее даже огорчил скудностью.ъ

Так что ждём отчёта о летнем посещении Воронежа :)
Есть: Octavia 2.0t; Fabia 1.2; ВАЗ2102 1.4 ВАЗ+VAG.
Были: 323 (F2T+FE3N+T04Z); CR-V2; ВАЗ2106;
Мой отзыв: Skoda Octavia 2008

Hedy_Prime:
Село Холки, а не Холково.
Спасибо за уточнение.
Дорожный знак не видел и не снимал, а вот всё остальное понравилось вельми дюже.
На фото: Холковский комплекс с подземным монастырём.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Действительно полезная инфа на каждой заправке, заправляюсь только у них и километраж до следующей весьма актуален. По отчету---для поездки выходного дня, а тем более поздней осенью, более чем. Несколько удручает московское нытье, по поводу и без, да наверное пора привыкнуть.

Dmitry36:
Воу, воу, палехче, а то не дай бог сахалинец запишет в пособники спекулянтов, век не отмоетесь. Правда сказать, я и сам далеко не ушел, каюсь. Но в моем понимании синие- самое жлобье из жлобья, а дальнобоям - лишь бы подешевле, да и часто машина не своя. Правда, как-то один раз меня служитель красных развел: под Саратовом (заправлялся газом) он спросил сколько в бак входит литров газа. Соответственно за столько литров денег и взял. Про остальное можно догадаться. Кстати, на этой же заправке был и пресловутый плакат... Но это я не связываю с брендом, это местная инициатива пытливого русского ума. Да и редко встретишь место хуже саратовской обл.- что менты, что дороги...

Отчет, в целом, понравился, правда по своей воле туда бы не поехал, если только проездом...

Voronezh
Вы просто не видели что там было в 80-90-00-х годах, замок стоял заброшенным, с текущей крышей, без отопления, повезло что хоть что-то как-то сохранилось.

Antique:
А в целом, для туриста, осенью Воронеж совсем не привлекателен.
... также как зимой, весной и летом.

Antique:
странно, у меня обратное впечатление. Единственный плюс у воронежского - цена билета.

Бывший_сахалинец:
И по этой причине НИКОГДА не заправляюсь на этих СПЕКУЛЯТИВНЫХ заправках. Цены ВСЕГДА на них выше, а вот качество НЕ всегда лучше.
Toyota RAV4 '02 3dr правый руль
Воронеж красив в летние месяцы! ) В ноябре и впрямь можно только по кафешкам да театрам передвигаться, ибо больше делать у нас нечего ))

Благо, есть Камерный театр (многократный победитель в различных номинациях "Золотой маски"), Драмтеатр (с необычным дизайном аля "Зимний театр"), Театр кукол (который считается одним из лучших в Европе. В нем есть еще и бесподобный"Музей кукол").

Летом можно прогуляться по паркам Динамо (в прошлом году его начали реставрировать и то, что уже сделано, впечатляет), Алые паруса (практически напротив Диарамы, куда просто не доехал автор с семьей), в конце-концов пройтись по пр-ту Революции.

В целом же, всё самое интересное автором было уже осмотрено - главные достопримечательности находятся в области, а не в городе ))
а, еще забыл Советскую площадь - рядом с Концертным залом и Покровским собором. Там интересные фонтаны.

Dmitry36:
у меня форестер настроен на лукойловский 98-й, с в 80% случаев заправки чем-то кроме лукойла машина едет хуже (объективно, по логам). высокие цены компенсируются бонусной картой. Может Вы заправлялись на каких-то франчайзинговых заправках, где кроме лейбла больше ничего от лукойла и нет? В воронеже до недавнего времени на лукойле всегда очередь была, сейчас открылось несколько новых - стало получше.
Видите ли, я не настолько богатый русский, что бы пользоваться таким же "Гэ", только с брендом Лукойла с той же бочки, что и остальные берут. В логистике не первый десяток лет, схемы хорошо известны. И с их водителями бензовозов тоже в очень тесном контакте.
А дальнобоям привык доверять ещё с тех пор, когда раций не было, а батя рассказывал о своих послефронтовых дорогах по самой длинной улице Ленина в мире (что-то около 1400км), которая начинается в бухте Нагаева на ласковом и нежном берегу Охотского моря.
Объективно, по логам (что такое логи даже не представляю) вы, наверное, правы.
Но мне очень хотелось бы посмотреть на эти самые «логии» и их владельца-путешественника (особенно выражение его фейса).
Где-нибудь в районе Хармен-Цава в Монголии или в Узбекистане. Где само понятие бензин подразумевается как какое-то топливо "но нейм". А до ближайшей заправки не одна сотня км.
Карточку такого "но нейма" прикреплю, для тех у кого рация на бронепоезде, надеюсь поймут.
И которым ругательные иноземные слова типа франчайзинга, логов, и прочих джобберов, нужны как зайцу шнорель, а волку лебёдка.
А по-русски не пробовали выражать свои «умные мысли»?
Или новомодная мода уже засосала окончательно и бесповоротно?
Думаю, что за пределами центра вашего города, в каких-нибудь Лисках, заправщик долго будет соображать, как правильно перевести ваш стиль «офисных тушканчиков». На простой пятый русский (в перемешку с девятиэтажными матами). Дальше общественного клозета которые не путешествуют, а про суровый экстрим российской глубинки даже не подозревают.
Да и то, только с обязательным «окей, гугль».
Ибо без «окей гугль» им даже стрёмно «до ветру» сходить. Моча так и стучит в воспаленный мозг, вот и возят всё содержимое с собой.
Ничего личного. Простая констатация факта. И самые литературные слова.

Dmitry36:
... также как зимой, весной и летом.
Весной травка зеленеет, летом солнышко блестит...
На самом деле я был приятно удивлён парком "Победы"(Лизюкова/60 -й Армии), аттракционы, площадки для детей, прочие развлечения, в конце концов сам парк.
Парк "Динамо" в том году очень сильно преобразился, в этом году обязательно схожу посмотрю что ещё сделают в нём. Чем-то отдалённо напомнил современный ВДНХ.
Другие достопримечательности и парки, к сожалению, не посещал в последние годы.
Dmitry36:
Мне кроме как с Бангкокским не с чем сравнить, наверняка есть лучше. Как мне кажется, уровень столицы Таиланда - тоже уровень!
Есть: Octavia 2.0t; Fabia 1.2; ВАЗ2102 1.4 ВАЗ+VAG.
Были: 323 (F2T+FE3N+T04Z); CR-V2; ВАЗ2106;

Сообщений: 11915
о5 крестов и куполов куча...

Бывший_сахалинец:
Объективно, по логам (что такое логи даже не представляю) вы, наверное, правы.

dNooBuza:
Почему-то не первый раз слышу от местных жителей разных городов, что к ним приезжать нужно обязательно летом. Конечно, летом то в городе только пылюга стоит, грязи не видно) На самом деле на такие замечания и отчеты не обижаться надо, а делать выводы, и наконец-то признать, что большинство Российских городов просто непригодны для туристов, не интересны и самое главное - никак в этом плане не развиваются ни руководством городов, ни населением, а где-то тебе еще и скажут: "А ты чего сюда приехал вообще?"

В Петербурге зимой, осенью, весной тоже грязища, серость и холодные пронизывающий насквозь ветер, но туристы едут сюда круглый год, и не только ради Эрмитажа и других раскрученных объектов, а потому что здесь действительно есть чем себя занять даже когда всё не "цветет и пахнет".
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Dmitry36:
Вероятно если настроить движку на газпромовский 92 и потом залить какой нибудь другой мотор тожэ пачимута будет хужэ ехать. Не?

Dmitry36:
Попробуйте переведите слово "фрайнчайзинг" на русский, одним словом. Не получается? Тогда привыкайте к его использованию.Мне не интересно что творится в монголии и что думают по этому поводу дальнобои находки. Заправляются люди в черноземье на лукойле по объективным причинам - потому что бенз лучше, чем на других заправках. Бывают моторы, требовательные к качеству топлива. если Ваш мотор может питаться любыми помоями - я рад за Вас, в этом случае табличка с расстоянием до следующего лукойла действительно не нужна.Лог (от англ. log - журнал) - это последовательная запись параметров работы блока управления двигателем. По логам производится диагностика и настройка ДВС.И напоследок процитирую один текст, чтобы окончательно взорвать Ваш неподготовленный мозг :)"Эйчары обязаны мотивировать сейлзов на приобретение коммуникейшн скиллз. В частности, презентейшн скиллз. Именно скиллз, а не нолледж, как считают некоторые, вообще часто определяют саксесс в бизнесе. И дело не только в профите.Своеобразным бенефитом от работы может быть и обычный сатисфекшн, которого нам всем так не хватает. Поэтому грамотный эйчар, проведя ассесмент и определив ниддингс будущих партисипантов, заказывает трейнинг. И не простой.Одно из главных условий трейнинга для сейлзов — экшн. Только тогда мы можем рассчитывать на драйв, с которым пипл вернется на уокинг плейс. Этот драйв для них — настоящий пойнт оф энтер, если говорить языком мистификейшн. Если драйв накачан, топик трейнинга не импотант. В общем, и разбираемые кейсы не импотант.Совершенно отдельная тема — экспаты. Для них топики и кейсы — хедлайн. На трейнинги с трудом ведутся, им подавай тьютора или на худой конец коуча. А какой с коучем драйв?! Тем более с тьютором. Ведут себя, как стюпид, как ни бейся. Особенно это касается топов. А с випами вообще говорить не о чем."
Отвечу по совковому, стареньким бородатым афоризмом, как говорили раньше в Одессе:
-Если посмотреть с точки зрения банальной эрудиции с методологическим, но ортодоксальным взглядом, то не каждый индивидуум метафизической абстракции свободно игнорирует объективный субъективизм и отрицает тенденции парадоксальных эмоций в условиях...
и далее по тексту ещё пару тысяч слов бредятины в одном единственном предложении, с кучей знаков препинания.
Мы такие "умничания" применяли в двух случаях.
1. В челюстно-лицевой хирургии с пациентами после тяжелых ЧМТ после ДТП. Черепно-мозговых травм, после катапультирования через лобовое стекло в лобовых ДТП. Для восстановления речевой функции и памяти.
Всё остальное - либо от скудоумия, либо от очень плохого знания русского. И ещё - что бы повыпендриваться перед малолетками умением "бакланить".
Это типа как "настоящие джиперы" выпендриваются перед владельцами пузотёрок. А потом оказывается, что пузотёрки проползли, а "настоящие джиперы" бегают по окрестным деревням в поисках трактора.
Ничего нового.
И во все времена были бакланы. Просто они не догадывались, что основная масса встречает по одёжке. А провожает по уму. Ибо бакланить-то уже научились, а говорить на русском ещё нет.
Ну вот где-то так... :)))

Romeo.Drom:
мотор хуже едет от понижения октанового числа. при повышении поедет лучше или так же.
toptishka:
никто и не обижался ) Просто есть некоторый опыт посещения других городов ЦЧР и я с уверенностью могу сказать - Воронеж не хуже, а по количеству интересных объектов - даже лучше большинства крупных и малых городов в Центральном Черноземье. Сравнивать Воронеж и Санкт-Петербург, как мне кажется, вообще не корректно. Воронеж, в основном, посещают только проездом на Юг. Соответственно - и взгляд только на то, что успели посмотреть за пару часов.

Dmitry36:
Всё, после такого вывода теоретиГа я выпал в полный и не сгорамый осадок.

Stas Kesler:
В чем-то Вы правы, что транзитный город. Вот только Смоленск http://autotravel.ru/town.php/29 также транзитный (на запад) Нижний Новгород http://autotravel.ru/town.php/54 также транзитный (на восток) Воронеж http://autotravel.ru/town.php/107 транзитный (на юг) Все города приблизительно на одинаковом расстоянии от Москвы (а Воронеж ещё и город миллионер, не будем забывать об этом) Но рейтинг и количество достопримечательностей не сравнить, как собственно и посещаемость "не транзитниками". Не хотелось бы вступать в спор с "куликами, хвалящими свое болотце", но объективности ради можно констатировать факт довольно убогого отношения к туристам в Воронеже. Если не сказать паскудного и наплевательского. Что со стороны владельцев "полосатых палок", что среди аборигенов, что со стороны нуворишей и самой культуры. Очень много раз доводилось проезжать, но ощущения "по приёму туристов" не самые лучшие и благожелательные. И даже отрицательные отзывы писАть не охота. Увы и ах! Не в обиду всем воронежцам, но факт имеет место быть.

Бывший_сахалинец:
Достал ужэ со своим шорктлем))), че эт такое интересно)))

Есть мнение что "Лукойловская заправка" с классным бензином это миф. Это первые заправки в которых были магазины и туалеты. Тогда они были путевые, сейчас они хуже заправок Роснефти и Газпрома. Сочетание цветов лукойловской заправки действует притяжительнее любых других (тут можно смеяться и спорить, но это так). Сейчас глядя на стремное качество этих комплексов цвет не действует. Ну и благодаря конкуренции, кроме километрожа до следующей запрвки на выезде плюсов не вижу. За 15 лет владения автомольлем и катанием по трассам м4 м5 м27 и м29 ну не заметил раницы в бензине лукойла газпрома и роснефти.

Dmitry36:
Ну да вероятно, я хотел сказать что бензин на лукойле не лучше. Лучше цвет комплекса лукойла. Это факт.

Бывший_сахалинец:
Всё, после такого вывода теоретиГа я выпал в полный и не сгорамый осадок.
:)))
Мы жэ пошутили))) Что такое шоркель?

Romeo.Drom:
Достал ужэ со своим шорктлем))), че эт такое интересно))).
Ага, мне тоже интересно, что за странный неологизм вы употребили?
Это ругательное или хвалебное? :)))
А то "ходють тут всякие" :)))))))))))))

Romeo.Drom:
Мы жэ пошутили))) Что такое шоркель?
Я тоже пошутил, клавиатура старенькая, буквы "заедают",
А шнорхель он и в Африке такой же.
Но только одни ставят эту прибабаху для экономии горючки, другие для преодоления глубокого брода, а третьи якобы для красоты и собственного "пупизма".

Я тоже пошутил, клавиатура старенькая, буквы "заедают",
А шнорхель он и в Африке такой же.

Stas Kesler:
Ну а почему бы и нет? Воронеж это что деревня? Крупный город-милионник, скажем приведу пример другой страны, в которой туризм развит на очень высоком для такой небогатой страны уровне - Польша. Скажем, Санкт-Петербург, это Краков, а Воронеж тогда можно сравнить с Гданьском, или Познанью, и могу сказать, что Гданьск в каких-то моментах даже переигрывает Краков. Тут дело в отношении к городу, истории, земле на которой живешь. Взять хотя бы отношение к архитектуре - тот же Гданьск был во время войны разбомблен практически подчистую, но поляки восстановили и восстанавливают до сих пор исторический облик города. А у нас мало того, что никому это не интересно, так ведь еще и сносят ежегодно огромное количество старых домов, многие из которых являются памятниками архитектуры. А если и отреставрируют, то обязательно "по-новому", чтоб с какой-нибудь пристройкой, сайдином, стеклопакетами. В общем - жуть.

А ведь это всё тоже влияет на внешний облик города и его привлекательность. Петербург в этом плане один из немногих городов в России, где еще остались неравнодушные жители, которые не дают варварам убивать историю города, уродуя его своей безвкусицей.

Бывший_сахалинец:
Если не сказать паскудного и наплевательского.
Увы и ах!
Не в обиду всем воронежцам, но факт имеет место быть.
Да, вот об этом и говорю. Самое главное - отношение к туристам. Для меня абсолютным шоком был прошлым летом проезд через Калмыкию, где почти на каждом шагу полицейские засады. Это они так у себя автотуризм развивают? У меня вот после этого пропало желание туда возвращаться, хотя места там очень интересные, и виды порой открываются необычные.

Тот же Воронеж - проезжал область по пути в Тулу, удивило хамство и неадекватность местных водителей. Просто неадекватность, по-другому не назовешь. Опять же, никакой инфраструктуры, какие-то кафе уровня "столовая из 80-х" грустно как-то.

Romeo.Drom:
Понял джипперам такая ерунда актуальна. А вот насчет NewLogизма тоже поаккуратней надо бы. А то на форестера наехали, а сами вонно че.Эх, Воронеж. Серый? Да серый. Но на полях какое раздолье и благодать! А пруды? А работать можно и в серости.
Общепринятое понятие верхний воздухозаборник даже рьяные "жЫперы" не всегда понимают :)))
Хотя в целом вы правы, тут согласен.

Санкт-Петебрург
По поводу Лукойла, скажу так - у сетевых заправок должен быть определенный набор вещей, без которых эти заправки просто не могут существовать. В этом плане меня очень радуют Shell и Neste - куда бы ты не приехал, тебя везде ждет один и тот же уровень сервиса, те же самые пресловутые туалеты взять если, напитки, еда, места для отдыха, всё всегда одинаковое. Чего не скажешь о Газпроме и Лукойле, ТНК. Понятно, что часто, особенно в регионах действует простая франшиза, но у того же Макдональдса тоже действует франшиза, но это не значит, что у тебя туалет будет дыркой в полу на улице, а из еды будут предлагать какие-нибудь многодневные сосиски в тесте. Именно это отталкивает меня в том же Лукойле, потому что отношение к клиентам просто наплевательское. Если кому-то нравится спонсировать этот беспредел - пожалуйста, хотя конечно тут еще приходится говорить о том, что в некоторых регионах у людей просто и выбора другого нет, убедился в этом сам прошлым летом, либо Лукойл-Газпром, либо совсем что-то подозрительное.

toptishka:
скажу так шелл и нести тут то нету))) или где то есть? не знаю таких заправок. если б были - были бы наравне с остальными. а вот насчет лукойл газпром роснефть. в приоритете 1 газпром 2 роснефть 3 язык не поворачивается но лукойл. это я выяснил для себя этим летом когда прямо на лукойл все косяки жизни лукойл собрал, то туалет не работает то магазин не работает то очередь. фу, плеваться от них охото. хорош может в этом г топтаца?)))

кстати для поездки выходного дня, соглашусь с одним из предыдущих ораторов - круть! все познается жэ в сравнении, так вроде русские говорят.

toptishka:
я подозреваю что контроль франчайзи распространяется только на цветовую гамму комплекса, ане на всю инфраструктуру. у вас нет таких подозрений?

окрестности Анапы
Не отчет, а сплошь негатив эдаких ма-а-скофских музейных перфекционистов, сплошь все не так и не по ним.

Шандор:
1.Как хорошо, что всё-таки заМКАДыш с аномальной зоны французской провинции Катуар.
2.Как замечательно, что хоть сегодня был нормальный отчет, который понравился.
3.Как прекрасно, что не любитель горшков и черепков прошлых веков.
4.Как удивительно, что не появились "штатные" провокаторы.
5.Как восхитительно, оказывается, быть перфекционистом.
Даже и не подозревал.
Одно радует - обратили внимание как мало отметилось сегодня минусятников?
Трезвеет народец, однако, трезвеет. Или уже так жахнули, что даже не до откликов.
Хотя точнее ваша почти бескрылая фраза (претендующая почти на афоризм для клозета) звучала бы следующим образом.
-Не ОТКЛИКИ, а сплошь негатив эдаких ма-а-скофских музейных перфекционистов, сплошь все не так и не по ним.
Только не совсем понятно - причём здесь автор и его отчет???
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Примерно такие же впечатления от Воронежа, да и в целом от многих Российских городов.
И даже здесь видно, что на критику жители реагируют в стиле "жрите, что дают, коз*ы московские"
Грустно.

нтр
Мысль Ваша верная, но есть "НО" :) Правомочна она для Центра и Северо-Запада! У вас есть выбор. Живя в Питере, пользоваться "Лукойлом" - как минимум, не умно...
У нас в ЮФО особо не разбежишься в выборе АЗС. "Роснефть" есть, но их мало (в Волгорадской обл. 10 или 12 штук всего на немаленькую область), "Газпром" (не "ГПН", а именно "Газпром") - торгуют изделием Астраханского ГНПЗ, их много, но качество сырья весьма сомнительное, и остается - да, он самый - красно-белый бренд!!! АЗС типа "У Ашота" я не рассматриваю... При всем "богатстве" выбора, его, этого самого выбора, немного!

А про Воронеж - не согласен с автором и согласен с рядом комментаторов - город интересен, по-своему красив! Выбор времени года не тот...

segrsv:
нтр
Если вы внимательно прочитаете мой комментарий, то увидите внизу, что я тоже самое и написал, что и вы. И сам в этом летом убедился. Но, опять же, я не хочу сейчас говорить о качестве топлива - оно у нас на всех заправках примерно одинаково никакое, я правда сужу в основном по дизелю, потому что последние 3 года владел таким двигателем, так вот заправляясь евро-дизелем расход у меня сразу падал и ощущения от управления автомобилем были совсем другие.

А вот то, что уровень инфраструктуры на каждом Лукойле абсолютно разный - вот это на мой взгляд просто позор.

Бывший_сахалинец:
Подроб ный и крайне позитивный рассказ с отличными снимками.
Спасибо большое за отзыв! Читаю ваши комментарии с интересом. Как правило они детальные и обоснованные.
С Костомарово - моя ошибка. Понял ее когда приехали домой. До сих пор обидно. В изначальном отчете, который подал идею были и Костомарово и Дивногорье. Я же когда потом начал рыть еще материал и перепутал Успенский мужской со Спасским женским. Про Костомарово мне напомнила администратор в гостинице заповедника. А дома приехал, перечитал материалы и понял, как напортачил.

[quote=Romeo.Drom
Это не прием хитрых маркетологов, а очень удобный ориентир до следующей заправки Лукойл. Считаю это большим плюсом джобберов Лукойла.[/quote]
Ну, вы просто пропустите этот абзац. Он для тех, кто вроде меня не хранит верность одному бренду, а заправляется на заправках известных брендов где удобно.
Собственно я бы и не стал писать об этом моменте, если бы логотип в сообщении был таким же видным и контрасным как на вершине колонны. А так с дороги понять, что речь идет именно о следующей Лукойл практически не возможно. Поэтому для меня это такая невинная хитрость. Ну а раз меня попытались обхитрить в одном, наверное обманут и в другом. Как-то так.

Romeo.Drom:
Интересный рассказ. Но есть непреодолимое желание написать комментарии.
Это здорово! Спасибо за комментарии! Часто в комментариях можно почерпнуть больше полезного чем из отчета.

Romeo.Drom:
Ваша правда. Точки в навигаторе сильно облегчают жизнь. Но вот в отчетах, где я нарыл информацию про Рамонь координат не было. А если б были тут у меня другая проблема. Пользуюсь Мэпфактором в планшете. Раньше с точками проблем не было. Но вот с год назад накатилось обновление и кнопка пропала. А может перепрятали куда. Не могу теперь точки вводить.
Может подскажите толковый бесплатный навигатор под Андроид, где точки вбить просто будет? Кстати в Яндексе тоже не знаю, как точку забить по координатам. Подскажите?

Romeo.Drom:
"...Гор одок небольшой, ремонтов и благоустройства, видно, давненько не было, но какой-то при этом тихий, обаятельный и уютный..."
Это я не про Воронеж, а про Елец. Про те его полторы улицы, которые мы успели увидеть один час. Воронеж мне как раз Москву напоминает. По крайней мере в том, что касается ТЦ.

dNooBuza:
Приношу свои искринние извинения всем, кого задели мои слова о Воронеже. В родном городе (или в городе где часто бываешь) всегда знаешь сотню приятных местечек где и погулять хорошо и посмотреть есть на что. В рассказе чисто субъективный взгляд от посещения города наскоком.
А вот режим работы музеев - это существенный элемент, показывающий отношение к туристу. С советского времени не встречал такого.
С городами черноземья пока ознакомится не удалось. Только Тула и вот Воронеж. Возможно вы правы. Просто мое сугубо субъективное впечатление: Тула дружелюбнее к туристу чем Воронеж.

Бывший_сахалинец:
Вы меня заинтриговали. Нам историю про орла не рассказывали. Может перескажите, хотя бы в двух словах. Прада, интересно.

Рассказ отличный!
Это не советский торговый центр, а кинотеатр "МИР", точнее уже бывший.
Так что ждём отчёта о летнем посещении Воронежа :)
Спасибо вам за добрый и позитивный комментарий. Чувствуется что вы любите свой родной город. Здорово!

Про кинотеатр - удивили. Обычно советские типовые кинтеатры хорошо "читаются". А тут даже мысли не возникло.Сочувствую ,что парк сгубили. Если б сохранили да кинотетр в порядок привели было бы очень приятное для отдыха место. И котенку было бы веселее.

Океанариум у меня был записан в лист, но проехав 3 раза по Московскому проспекту - не было уже моральных сил есхть по нему в четвертый.
Может как-нибудь в другой раз и в другое время года.

Garp717:
Про произошли какие-то неудачи в дороге, можно о них писать в духе "людидобрыенучтожетакоеде лаетсякакжетеперьжитьдальше&qu ot;. А можно с иронией. Искрене старался придерживаться второго варианта. Видимо не вполне получилось. Совершенно серьезно спрашиваю: как бы вы описали эту ситуацию, но чтобы это не было нытьем?

Dmitry36:
Не видел, но могу себе представить. Читал что дворец закрывали на ремонт. Хорошо, что остановили разрушение и сделали музеем. Дворец правда впечатлил.

Stas Kesler:
А что такое Алые Паруса напротив диарамы?

Outdoor:
Спасибо за список! Но как-то не получается в поездках в театры ходить. Хотя может это и не правльно. Пытался уговорить детей на музей кукол - отказались. А что такое Алые Паруса напротив диарамы?
Алые паруса - это сосновый парк, на берегу водохранилища (в народе его кличут "Водосранкой" ибо в августе оно подозрительно начинает вонять гниющими водорослями))) А музей "Диарама" находится по диагонали от него, на противоположной стороне дороги (если ехать от Чернавского моста, то слева будет музей "Диарама", а на следующем светофоре надо будет повернуть направо и метров через 200 начинается парк). Там есть много интересных арт-объектов. Тут вот про него поподробнее: https://vk.com/parkalparusa, http://blog.vervekin.ru/park-a lye-parusa-voronezh-foto.html. Реально же, если искать интересные места между Воронежем и Липецком, то можно еще посетить сафари-парк "Кудыкина гора", а также Воргольские скалы. Собственно, ни то, ни другое не относится к Воронежской области ))))

Outdoor:
Навител "наше всё".

ну эта бывшая баржа переделанная в Павловске отношения к линкору не имеет никакого

Бывший_сахалинец:
2. На спор, когда нужно было "уложить девку в койку" сразу после окончания танцев на танцплощадке. Как говорится, не отходя от кассы. И городские барышни и деревенские колхозницы "клевали" как карась на червяка..
Ну вот где-то так... :)))
На этом месте сблевнул.

Интересный отчёт,хорошие фото.

Хорошо прокатились,молодцы.

toptishka:
Воронеж нельзя сравнивать с Гданьском, хотя бы потому что он основан на тысячу+ лет позже.
к тому же Воронеж был изрядно зачищен коммуняками в довоенный период в плане архитектуры (разрушены церкви), и на 90% разрушен за те полгода, что по нему линия фронта проходила в 1942-м. После войны восстанавливали по принципу "как смогли".

Romeo.Drom:
если на заправке нет очереди - значит, там льют ослиную мочу.
там где есть очередь, персоналу класть на клиента.
в результате выбор такой - либо с комфортом льете мочу, либо писаете/кушаете в одном месте, а заправляетесь в другом.
по поводу шелл и несте. брэнды крутые, спору нет. но у них нет своих НПЗ в россии. а крупные игроки (роснефть-газпром-лукойл) зачастую ведут такую политику - продают оптом топливо по цене, близкой к рознице на своих заправках. в результате прочие розничные продавцы могут выживать только путём махинаций. в домодедово местные мне не рекомендовали заправляться на заправке шелл.