Дорогами смерти (Магадан—Хабаровск и обратно)

07.10.2015 | 94634 просмотра

... Короткие дороги тем и отличаются от длинных,
что на них взимают плату за проезд сразу,
 а на длинных дорогах объявляют цену в конце пути.

Говорят, что самая трудная часть пути — это первый шаг. Наверное, правильней писать о поездке спустя небольшое время, улеглись эмоции, прошла усталость. Буду с Вами честен, не пинайте сильно за откровенность, писать буду свои мысли об этой поездке. Я так вижу мир…

Многие, так же как и я, о Колымской трассе, живя здесь, читали только в книжках и смотрели очерки по телевидению. К моему большому стыду, родившись тут, знаю про свою Родину о Магадане в радиусе 100-150 км. Что поделаешь, в отпуска мы летаем авиацией и видим наш край в запотевший иллюминатор салона самолета. Раньше транспорт не располагал к таким поездкам, да и дорогу проложили относительно недавно, через Якутию, соединили трассу Лена и Колыма. Были, конечно, зимники, были энтузиасты, которые сплавлялись вниз по Алдану, было направление, на котором отсутствовали мосты, машины тонули на переездах, вязли в непостижимой грязи, грузовые машины вытаскивали тракторами. Это было не так давно, какие-то 5-10 лет тому назад, некоторые участки так же после дождя почти непроходимы. Тогда мы нашу страну называли Материк, потому что «…только самолетом можно долететь», корабли, оленей и собак опускаем из-за неудобства и аллергии на шерсть. Решившись на такую поездку, я готовился год, проведена полная ревизия машины, подготовлено дополнительное оборудование, это изготовление спальника, багажника на крышу, установка пневмобаллонов в подвеску, нанесение жидкого чехла (спасибо брату из Екатеринбурга — прислал). Подробней можно прочитать на сайте. Там о железном герое поездки и его надежности. Год изучались все форумы о трассе Колыма—Лена, отчеты о поездках, делались отметки о состоянии дороги и ее ремонте. Как сказал мой знакомый: теперь и на луну можно с такой подготовкой! Не буду в деталях описывать километраж и дефекты на нем, облегчая работу дорожным службам, пусть они этим занимаются сами.

На семейном совете было решено проехать в город Хабаровск своим ходом на машине и обратно. Мулл поездки SsangYong Kyron, кто не в курсе — это не китаец, впрочем и китайцы сейчас очень достойные за свои деньги делают машины. Экипаж: Я один водитель, жена штурман и необходимый бесценный балласт — дочь. Выбрано время поездки на начало июня потому, что в это время наименьшая вероятность дождей, размывов трассы.

Очень помог сайт wunderground.com, возможно кому-то пригодится для прокладки маршрута. Там отображается погода во всем мире на десять дней, Россию ищем во вкладке северная Азия, показывает облачность, процент осадков, снимки облачности на местности, статистика за последние 20 лет по дням, неделям, месяцам. Надо отдать должное сайту, при поездке маршрутом Магадан—Хабаровск дождь нас не застал ни разу. Погода для путешествий в этих краях важна, от этого зависит с каким комфортом Вам придется ехать. Это и готовка в дороге и просто естественные человеческие потребности… Придорожные кемпинги, гостиницы, столовые, туалеты, вообще человеческая инфраструктура на маршруте Магадан— Якутск отсутствует за исключением редких поселков. Поселки на трассе элементарный сервис предлагают, но это бывает или слишком рано или уже поздно. Один плюс от дождя на трассе — нет пыли.

Выехали мы 7 июня, Магадан провожал нас свинцовым небом, заснеженными вершинами сопок, лысыми лиственницами и порослью молодой зеленой травы, началось магаданское лето, суровое и короткое. Из ракетницы дан старт.

Сердце стучало в висках от почти бессонной ночи. Неизвестность пугала и манила одновременно. Внутренности разрывало от счастья свободы, страха, боязни. Боязни не за себя — за родных, за самое дорогое, что у меня есть. Сегодня мы все в одном танке, мы экипаж, мы пройдем этот путь! Может, это мистика или легкое помутнение (нет здоровых людей, есть недообследованые), в 00 часов канун выезда я еще раз сходил в гараж, где стоял снаряженный Кайрон, теперь большая часть задуманного зависела от него, пусть останется за строками о чем мы с ним говорили… Конечно, это смешно, доверять свою жизнь и здоровье близких какому-то железу, ведь мы человеки — владыки мира, про это забываем, когда вмешивается его величество случай. Потом мы вспоминаем и вопием — зачем и почему это произошло сейчас, а не минутой раньше, если бы был в запасе этот чуть-чуть.… Не знаю, кто заведует этим Чуть-Чуть, но всегда к своим машинам относился, как к живым существам, надеясь на взаимность, и они этот чуть-чуть мне всегда дарили. Так было и в этот раз, по дороге туда и обратно.

Дорога от Магадана хороший асфальт, до Атки было плохонькое бетоноплиточное покрытие, которое к концу поездки низвергли, укладывая поверх новый асфальт. А в общем, трасса Колыма — это хороший грейдер, за которым следят и ровняют время от времени, можно двигаться с довольно большой скоростью, никаких ям и выбоин на дороге нет, везде знаки, которым верить! Дорожникам нужно отдать должное, делают, что в их силах. Вот только с пылью, бич этой трассы, борется только погода в виде дождя и снега. Сколько жизней она забирает ежегодно, знает статистика, но поделать с этим, похоже, ничего нельзя, асфальта здесь еще долго не будет. Обгоняя фуры и наливы, нужно быть предельно внимательным, искать места с естественными затяжными поворотами, просматривая трассу наперед перед обгоном. И молиться при полной остановке после встречной фуры, чтобы не выскочила, обгоняя ее, встречка. Конечно, это информация не для полярных волков, которые живут этой трассой и все эти нюансы им известны. Но, если честно, я не читал об этом нигде, хотя сам за рулем уже 30 лет.

По всей трассе есть заправки, не так часто, как это в центральных районах страны, заправки от перегона к перегону, везде есть топливо, другой вопрос, по какой цене. Имея на борту запас 80 литров и бак 75, мне не приходилось использовать запас из-за отсутствия топлива, меньше полубака никогда не оставалось. Есть столовые в п. Атка, Ларюковая, Ягодное, Сусуман. Но выезжая из дома, взял продовольственный запас на сутки-двое (поскромничал, дней на десять), поэтому ими не пользовались, не теряя время.

Трасса Колыма это боль, страдание и чувство большого разочарования от разрушенных, брошенных, разобранных поселков. Даже трудно понять, когда было более жуткое зрелище, во времена ГУЛАГа, когда тут жизнь кипела, на голом энтузиазме возводились поселки, шла добыча полезных ископаемых или сейчас, проезжая, видеть этот Зомбиленд.

Поселок Оротукан находится в живописнейшем месте среди сопок, практически брошен, не знаю, сколько там жилого фонда, со стороны как Детройт выглядит. Не хочу обидеть чувства верующих и людей, отдавших лучшие годы своей жизни там, но что есть, то есть. Вся река Оротукан ископана разработками на многие километры, безжизненное нагромождение породы уродуют всю красоту здешних мест.

После заправки сразу за Оротуканом мы поймали задним правым колесом здоровый кусок арматуры сантиметров двадцать, слава богу, резина была новая Hankook АТ, железяка пробила шашку на протекторе и в ней застряла. Грохот по подкрылку был не слабый. Это был первый «еще бы чуть-чуть».

Конечно, после двухсот пятидесяти километров грунта, когда появляется асфальт, начинаешь себя щипать и не верить в происходящее, едешь и думаешь, может, пока я собирался, положили асфальт до развязки Чита—Хабаровск. Самое смешное, что ближайшие населенные пункты в сотнях км в обе стороны. Ты едешь по прекрасной дороге без ям и ухабов с разметкой, знаками, развязками… Думаешь, что это просто невозможно, здесь же нет ни одной живой души в округе, ладно там около поселков.

В общем, Колымское плато Наска. Если человечество погибнет, и в последующем найдут эту дорогу, будут долго чесать репу, кто тут все это построил, как египетские пирамиды и зиккураты Африки. Конечно, через 12км гравий вернул меня в реальность, но вопросы остались, не космодром ли это будущего. За исключением этого участка, это был последний асфальт до Якутии, закатанные поселки не в счет.

Насладитесь еще раз этим зрелищем… Я могу смотреть вечно на огонь, как работают другие и на эту дорогу. Спасибо дорожникам за мечту!

Ну, вот, наконец- то мы стали Колымчанами, увидеть эту реку на пятом десятке лет — это много стоит. Многие Колымчане, которые здесь жили и уехали, заработав пенсию, на постоянное место жительства на материк, реки этой не видели. Просто так еще называют магаданцев, коробит немного, Магадан стоит в 300 с лишним километрах от Колымы. Как-то не вяжется название. Река полноводная, кишащая рыбой, которая нам, живущим на побережье Охотского моря, неведома. Проезжая по мосту, на мгновение показалось, что кто-то из реки мне подмигнул (ну показалось же не факт, что так и было)… Легендарные Чир, Муксун, Ряпушка, Щука и еще много чего вкусного там водится. Когда сам летал, самолетами в мешках возили, но в магазинах не видел, наверное, по своим разбирали. Странно, что в Магадане рыба из Норвегии продается, а оттуда нет, спроса нет, что-ли.

На въезде в Ягодное видели мишку, но снять не успели, этого добра тут навалом. В общем-то, поэтому спать в палатках здесь не комильфо. Ну, вот еще много забавных вывесок и баннеров, как сейчас говорят, от бывшего советского прошлого, время тут как остановилось с тех времен.

Из того, что было, сейчас более-менее живут Сусуман и Ягодное, жизнь там еще теплится, за несколько волн «эмиграции» людей оттуда выехало очень много, поэтому, особенно на окраинах, некондиционного брошенного жилья очень много. Конечно, по телевизору этого не показывают, всех больше интересует Украина и курс доллара.

Кадыкчан — Северный Чернобыль. Поселок возник в годы Великой Отечественной Войны по добыче каменного угля. Шахту и поселок строили заключенные. В 96-м на шахте произошел взрыв, всех выселили, закрыли за нерентабельностью, частный сектор с теплицами сожгли, чтоб не возвращались. Много мы знаем рентабельных предприятий в 90-е годы? Тогда рентабельно было торговать на рынке картошкой и шмотками. На страну можно было повесить табличку «Закрыта по нерентабельности». Перспектива была одна — замерзнуть в -60°в размороженном поселке или уехать. Мы заедем туда на обратном пути, будет интересно. Вид поселка с трассы, по меркам севера это целый город.

Очень радовало, что по трассе стыки мостиков и дороги все подсыпаны, чего не было в Якутии. Первая ночевка у нас была рядом с границей Якутии, съездов по трассе подходящих очень мало, мы нашли около мостика через реку Контрандья удобный съезд, приготовили ужин, ночевали в машине. Для ночевки был подготовлен надувной матрац, спальники, на котором мы втроем нормально высыпались в большинстве наших ночевок.

Еще хотелось бы сказать, что ехал я не очень быстро, внимательность было мое второе имя. Начитавшись про скальник, старался не пропустить ни одного торчащего камня.

Якутия.

Якутия от Усть- Хакчана до Озерного(поселок призрак) во второй день нашей поездки встретила нас зубодробежкой, километров 30 мы тащились 30-40 км/ч, есть, конечно, поговорка «больше скорость — меньше ям», но там так не получалось, казалось, это не кончится никогда. Нет, все ровно, просто торчащий булыжник из дороги превращал машину в ацкую повозку. Это было разочарование, но дальше до самой переправы можно было ехать за сотню. Дороги в Якутии, да простят меня аборигены Саха, на пятерку с минусом. За дорогами следят, убирают в мешки мусор вдоль дороги, подстригают лишнюю растительность. Места очень красивые и живописные. Перед Усть-Нерой, Нерские прижимы, дорога идет рядом со скалами вдоль речки и петляет.

Очень красиво на склонах, все усыпано цветами, красными, желтыми. Обратно когда ехали, такого уже не было.

Дорога хоть и узкая, но довольно-таки ровная, можно пылить 100-130км/ч, почему я так не делал? Обратите внимание на камушки, которые скатываются постоянно со склона и след протектора на дороге от грейдера, каждый день грейдер эти камушки отгребает от дороги в сторону склона. На скорости переднее колесо поднимает шлепком такой камушек, он, подлетая, порет вам заднее колесо, повезет, если протектор, а если бочину, покрышку в помойку. Остальное дело техники, оставить вас в живых или выбросить с дороги, откуда только краном достанут.

Вот и Усть-Нера.

Время было обеденное, поэтому заехали пообедать в поселок. Цены, конечно, очень «обрадовали», ничего не съели, вышли с чувством легкого голода (диетологи поймут) и непокидающим ощущением, что нас ограбили. Надо сказать, что Усть-Нера стоит на середине трассы между Якутией и Магаданом. Снабжение больше приходит с Магадана, хотя субъект Саха, с Магадана быстрее, хотя и дороже. Еда, вообще, на трассе очень дорогая, многое в разы стоит дороже, чем в областном центре. Коммерсанты тоже хотят кушать:).

Заехали в центр поселка, очень поразила композиция посвященная Победе в Великой Отечественной Войне. Такого даже в городе-герое Волгограде нет! Усть-Нерчанам есть, чем гордиться. Сколько там ветеранов интересно осталось?

Это просто попытка откупиться от своей совести, что ли, или отчитаться перед кем-то? Год, конечно, юбилейный, поэтому по всей трассе на всех развалинах надписи и растяжки «70 лет Победе», диссонанс жуткий, резонный вопрос кого над кем, если дорог у нас даже за 70 лет нормальных не построили?

Дальше были серпантины Заячья петля, Чертовы ворота, Черный прижим, Желтый прижим. Перед прижимами время было уже вечернее, начались Американские горки, дорога петляет вверх-вниз, влево-вправо. Лес просто какой-то сказочный был, проблески солнца через ветки, скалы, нависающие в лесу над дорогой, натерпелись, конечно, красоты жуткой. В конце я так увлекся, что вылетел на скорости на ремонтную дорогу, не помню километраж, на обратном пути там в восьми местах положили трубы для слива селя, дорогу размывало до состояния непроезжаемости. Тормозить было нужно, но в момент торможения, машину стало прижимать, поймал жуткий удар в балку подвески, в мягкой колее оказался камушек размером со шлакоблок, который я вывернул с насиженного места. Вот и второй Чуть-Чуть, слава богу, обошлось, прокатил его под днище.

Черный прижим.

Желтый прижим.

Знаменитые прижимы я не видел вживую до реконструкции, только на фотографиях и по рассказам. Сейчас сделана титаническая работа по расширению, построен новый мост, от былой жуткой славы не осталось и следа. Дорога отгрейдирована и отсыпана какой-то мелкой крошкой, которая не дает пыли. Проезжали мы всю эту красоту вечером, решение было принято идти до упора. Уже вечером я заметил, что заднее правое на датчике контроля давления показывает на одну десятую меньше, чем в остальных колесах, подозрение на поздний опрос, с заднего правого всегда информация немного опаздывает.

Проехали Ольчанский перевал, это, конечно, что-то! Я никогда ничего подобного не испытывал, балласт (дочь) сидела, зажмурившись, накрывшись сверху курткой, поэтому она не подтвердит, вру я или нет. Перевал 1300 км высотой, дорога серпантином петляет вокруг макушек, я такое в каком-то советском мультике видел. Спускается в полторы полосы без отбойников, потом снова вверх петляет по отрогам. Пеший турист его переходил целый день. Все, конечно, ничего летом, можно немного побояться, а зимой на фуре или наливе как там ездят, я честно, понять не могу и какие бы деньги мне ни дали я туда бы не поехал. Жись она как бы одна… Фотка будет при езде обратно, туда ехать руки тряслись снимать. Ну, правда, очково!

Второй день мы закончили в поселке Теплый ключ, рядом с кафе Аляска, о котором восхищенные отклики читал в обзорах. Рядом с кафе огороды, мы заехали туда подальше от трассы и после ужина расположились на ночлег, с расчетом, что утром мы сразу в кафе и позавтракаем. Что мы и сделали, честно говоря, кафе немного перехвалили, половина меню просто отсутствовала, девчонки с утра какие-то потерянные были, то сок нам забыли подать, потом его еще раз пробили. Не стали заморачиваться, портить себе настроение, поехали дальше. Пить хотелось много и всегда, особенно после этих сухих червей, называемых досираком. Из дома была полная десятка с водой и покупали по дороге минералку и спрайт, как оказалось, не зря, воды набрать даже с речки было негде, вода везде почему-то была коричневая в реках, даже для технужд не подходит. Так что запасайтесь в дорогу.

Путь лежал к переправе через Алдан. От Хандыги немного потрясло, а дальше дорога везде нормальная. В Хандыге заправки на трассе нет, нужно заезжать в поселок в сторону реки, к нефтехранилищу, там заправка. Найти, легче у местных спросить. Кстати, время на часах от реального отличалось на час, у нас было на час больше, произошел сдвиг, мы обогнали время, двигаясь на запад. Хотя Дальний Восток сейчас живет по одному времени, т.е. в Якутске и Магадане время одно, учитывайте это при переезде. По дороге поиска заправки увидели такое:

НЛО оказалось центром детского якутского творчества. Опять же, камера сделала вид, что не видит черных от времени деревянных лачуг, дороги по Хандыге 2-3 км/ч, больше нельзя, приговор картерам, подвескам, сайлентблокам. Вся торговля на улицах и в магазинах варягами из Закавказья. Но уже здесь можно купить запчасти, много различных технических магазинов, услуг по ремонту. Дикие прерии, можно сказать, тут заканчиваются. Далее можно запастись необходимым в дорогу.

Переправа это, можно сказать, половина пути до развязки Большой Невер. Сложности с поиском ее возникли не только у нас и не впервые. Рассказываю суть проблемы. Когда вы доезжаете до Кескила, видите указатель налево «паромы здесь», направо «переправа». Вам как бы нужно паромную переправу, а тут умные налево, красивые направо. Поехав сперва к паромам, выехав к реке, мы паромы не наблюдаем. Черт его знает, может они ушли. Разворачиваемся обратно, едем искать переправу, проехали до конца — тоже ничего. Местные как издеваются, от них не добиться ничего. Уже развернувшись, мы эти паромы увидели, но как к ним выехать, не знаем. Вот они стоят, а не подъехать. Запоминаем! Ехать нужно по знаку налево «паромы здесь», до конца выезжаем на плес и едем направо по ходу течения Алдана, рядом с холмом проходит дорога, которая уходит за излучину вправо, потому- то их с берега не видно, даже если кажется дороги нет, нужно ехать вперед и за поворотом вы их увидите. На берегу стояло 4 парома, крайний левый ждал нас, мы въехали и отчалили. Паромы ходили круглосуточно, по наполняемости, но с этим туго. Много времени можно потерять, если не повезет. Сплав на пароме по течению занимает около часа, обратно дольше в два раза.

Заехал на паром, стало заметно без датчиков давления, что правое заднее начало спускать. Ну, мы же молились богу Дисептиконов, у меня в запасе два насоса, один механический ножной, второй электронасос. Сейчас мы его качнем, подумал я. На пароме достал насос включил подкачку, жара 35 градусов, насос начал качать и перешел на поросячий визг. Фсе, кина не будет, сдох. Попутчики с парома подозрительно стали оглядываться, ладно, на остатке я съеду с парома, там механическим докачаю. Съехав на землю Якутскую, докачал ножным и поехали искать свертку с дороги, на жаре не очень комфортно ковыряться. Давление стало падать быстрее прежнего, при осмотре стало слышно шипение. А впереди самый сложный участок трассы Ытык-Кюэль, Чурапча. Нашли сверток с дороги, снимаю колесо, при осмотре нашел шпиона, я привез его с Черного прижима, когда колесо стало показывать меньше остальных, но на ходу его не тревожили, а сейчас оно стало спускать.

Какая ерунда скажете вы и будете правы, но не здесь и не сейчас. Здесь мелочей не бывает. Спускаю безкамерку, делаю дырку ремкомплектом, насоса электро нет, но есть ножной! Начинаю качать, через несколько качков стал замечать, что насос не возвращается обратно. Жара под 40, комары роем, я мокрый от пота, колесо не накачивается. Потом разглядел, что в месте крепления справа на рычаге перетертость и правый кронштейн переломился пополам. Перекос не дает пружине разжаться, так можно до второго пришествия качать. Колесо сделано, насосов нет, хоть ртом дуй. Паром только разгрузился, никого нет ни в том, ни в обратном направлении. Чья тут вина, ну, конечно, дело случая, ладно может электро закапризничать, но одновременно с ним накрыться ножной… Какой-то злой рок. Привязал к рычагу веревку и стал качать, веревка вверх, ногой вниз, накачал до рабочего. Последний качок, рычаг ломается. Насос полетел в лес. Еще б Чуть-Чуть, ну вы поняли… Конечно, есть запаска, но это святое, слава Десиптиконам, она мне не понадобилась за всю поездку. Пока я хайдокался, моя драгоценная половина приготовила обед, но покушать нам пришлось ставить палатку, комары просто дикие, у них так же, как и у нас, наверное, время обеда наступило. Впереди нас ждал самый сложный участок за всю дорогу.

Когда ехали обратно, их бог наш дар принял, его там не было.

Якутия очень красива, эти заливные луга, совершенно другая природа, сосны, лиственные леса и глина, глина, очень много глины. Какой-то другой мир, аккуратненькие разноцветные домики, все ухожено, чисто.

От переправы мы ехали в гордом одиночестве, редкие встречки попадаются от села к селу. Пыль стоит неимоверная, она какая-то тут особенная мелкодисперсионная. Сперва реже, потом все чаще и чаще стали попадаться вот такие ловушки. Я сперва недоумевал, почему это происходит с дорогой. Впечатление, что гигантские черви из фильма «Дрожь земли» переползают под дорогой. Их не объехать, они от края до края дороги. Они могут быть выпуклые и впуклые, но это дела не меняет. Самое интересное, что не знаешь, через какое расстояние они появятся, начинаешь разгон, через 200-500 метров тормоз в пол, 1-2-3-4-5 снова в пол 1-2-3-4-5 передачи. Это называется пучнистые грунты. Мне интересно они только в Якутии, в другом мире на планете земля больше глины нигде нет? В таком режиме пришлось ехать почти 350 км. Сказать, что я устал, не сказать ничего, я был вымотан после этого участка, название Чурапча в семье стало нарицательным. Это еще было сухо! Вся эта прелесть после 10-минутного дождя превращается в жуткую кашу, фуры стоят, раскорячившись на дороге, остальные на веревках и тросах пытаются их объехать. Дорога почти вровень с болотами, через которые она идет.

Какой- то другой мир, другая страна.

Безумно красиво!

Знаменитые якутские лошадки. Повозок запряженных и пашущих бесконечные луга мы за все время поездки не наблюдали. Понятно, что порода мясная.

Вот такие Салават Юлаевы стоят по дороге, прошу простить мое невежество. Останавливаться читать было некогда, красиво, конечно, но непонятно.

Да самое главное забыл, Чурапча неофициальная столица Саха, на всем протяжении от Якутска до переправы Алдан находятся местные улусы, чужих здесь не очень- то привечают, читал, уносили ноги со стрельбой. Сам такого счастья не испытал, не привык искать приключения на свой зад, но кто не верит, может попробовать. Поездку надо планировать так, чтобы проходить этот участок ходом с остановками на заправку, съездов с трассы нет для пикников и ночлегов, если есть, то на тракторе или квадроцикле.

Еще о бешеных якутских буханках. Тоже был напуган, аж вздрагивал ночью. Водители, ими управляющие, очень профессиональные водители, в чем я убедился лично. Жалуются, что носятся за сотню, даже не притормозят при разъезде — ВРАНЬЕ! Объясню, почему там так ездят. Дорога, что вы видели на фотографиях, она как бы вам сказать, твердая только посередине. Имеет наклон к обочинам. Так вот они едут посередине, чтоб их не стащило на обочину. Как-то, не зная этого, при обгоне фуры, которая ехала посередине, я начал обгон почти по обочине, машину стало ставить боком, на газе в управляемом заносе еле вырулил к центру. А водила на фуре меня не видел из-за пыли. В тот момент я понял, какой маленькой бывает выходная дырка. Уже практически видел всю жизнь, жизнь своих предков и самые яркие моменты своей жизни. Этот чуть-чуть снова спас нас. Потом подъезжая к фурам, сигналил и моргал светом, ожидая ответных действий. При сближении идешь буханке в лоб, он снижает скорость, жмется от центра, проходишь рядом зеркало в зеркало. Разлет камней меньше, чем на расстоянии и местному есть о чем рассказать своим в улусе за кружкой кумыса. Если грязь, та же песня, с середины не стащит, обочина затянет и сожрет. Вот и все премудрости.

Кого нужно опасаться — это оленей на Крузаках в попутном направлении. Происходит следующее: едешь 80-90, а он тебя обходит на скорости 140 км/ч, шлейф камней после него размером с кулак летит и осыпает тебя, как в последний день Помпеи. Как с ними бороться, я не знаю, одного наказал. После обгона он остановился полюбоваться природой и понюхать чистый горный воздух. Грех, конечно, нужно другой бок подставлять, а тут я разогнался на грунте до 160 км/ч и прошел рядом с ним стоящим. С остальными, думаю, сами разберетесь при случае.

От Тонглю (это название такое) у меня стояло в записях «ужас», его нет, ужас, конечно, есть, но не там. Положен замечательный асфальт.

В общем, так мы и приехали в Нижний Бестях — это город на правом берегу Якутска, который за паромной переправой через Лену. Ну что сказать, после того, что мы прошли от Магадана за три дня, грязные, немытые, усталые, комарами кусаные — это оазис для одинокого путника в бескрайней пустыне, это Нью-Йорк в монгольской степи. Куча магазинов, кафе, баров (мне так показалось), гостиницы, мойки, станции техобслуживания. Захотелось напиться, заплакать и поехать обратно (шутка, но напиться хотелось). Сразу на въезде свернул по указателю на мойку, ребята оперативно помыли машину, заодно расспросил у них что, где да как. Нормальные ребята, заезжайте к ним!

Три желания: поесть, помыться и поспать на земле, а не в Танке, которые я жене обещал исполнить сегодня. Кафе название не помню, оно стоит прямо рядом с дорогой, держат его ну как это правильно, лица из горной местности.

Вот меню:

Смотрим не на цену, а на размер порции, скажем, что на 600 рублей втроем мы оттуда не ушли, а выкатились. Девчонки работают с огоньком, самоотдачей и кавказским раболепием, как принято на востоке. Нам ОЧЕНЬ понравилось! Скажу, что при каждом удобном случае мы еще два раза посещали сие заведение. Все очень вкусно, всего так много, что мы ушли с чувством, что объели кафе и не расплатились. Нам за это были рады. Имел смелость купить там чебурек, просто на верхосыточку, столько мяса в чебуреке я не видел, даже когда мне его делала мать, мяса там, ну наверное с кулак Валуева Коли, он был вкусен, решил, пусть лучше лопну.

Гостиницу выбрали, ну не выбрали, а нам было уже все равно, рядом с кафе метрах в ста от него. Называется «Алаас»:

Тоже персонал не из коренных жителей России и Саха, взяли люкс на двоих с женой за 3000 руб. Ребенку администратор любезно предложила еще один люкс за доплату 1000 рублей. Так что мы семьей почувствовали себя арабскими шейхами немножко. Помылись, а потом крепкий и здоровый сон, который продлевает жизнь и спасает семьи от разводов. Танк ночевал рядом под камерами.

Наутро усталость прошла, плохое забылось. Осталась половина пути до конечного пункта Хабаровск. Перед поездкой я не забыл, что остался без насоса, поэтому сразу в магазин и вот он «Беркут-15», легенда нашей промышленности, сделанный в Китае. В дальнейшем оценил его работу, приходилось сдувать покрышки на грунте и качать на асфальте, нареканий никаких, отличная вещь.

От Бестяха дорога была не очень хорошая, как любят сейчас говорить от слова совсем. Постоянная стройка, навален булыжник, раскатан катком — ездите на здоровье. И мы ехали, зубами выстукивая мелодию, льющуюся из динамиков.

Километров через тридцать начался асфальт, такой настоящий, с отбойниками, развязками, стоянками с туалетами, эстакадами, ну все, блин, мы в Америке!

Решил сделать небольшой пит-стоп на одной из них.

Проверить состояние трансмиссии, подвески, заменить фильтры, салонный и воздушный.

Не менял фильтры, чистые оказались, движка немного в пыли, а так все норма. Кроме защиты пластиковой, после того булыжника, где я приложился балкой, просто трещина небольшая на защите, дома сделаю, и локер левый треснул, тоже не критично.

Трасса Лена, противоречивое оставила впечатление, работы проводят, конечно, грандиозные, хватило бы средств доделать. Лена из 1000 км уже по моим прикидкам половина асфальта, старый асфальт вперемежку с новым, но кладут его как-то вне понимания моей логики, 10 км асфальта — 50 км грунт — 20 км асфальт — 30 км грунт — 15 асфальт — 80 грунт, потом старый асфальт. По ощущениям, асфальт кончается быстро, а грунт тянется бесконечно.

Куча техники по трассе и вагончиков строителей.

Маленькое чудо. Дорога такая ровная, что, если закрыть глаза, кажется, что летишь. Ощущение как при езде по морскому льду. Новая дорога выше всяких похвал!

Караваны фур и наливов навстречу и попутно. Хотелось бы особенно вспомнить этих ребят дальнобоев. После поездки понимаешь, какая это героическая профессия, насколько тяжек их труд. Сотни километров они везут свой груз, невзирая на погоду, суровые условия климата и грунтовые дороги. Своей пятой точкой, прочувствовав каждую ямку и кочку, каждый день в дороге. На трассе всегда предусмотрительно моргнут правым поворотом, о том, что впереди свободно. Часто, когда останавливались на дороге для подкачки или спуска давления в колесах, они заранее скидывали скорость, чтобы проезжая мимо, уменьшить количество пыли и летящих камней. Люди, у которых качество вождения возведено в культ, настоящие боги дорог. Там, где они — показатель безопасности, там, где они — хорошие столовые и сервис. Непроходящее чувство восхищения этими людьми, горек и тяжел их хлеб.

Иногда читаю в уважаемых автожурналах, насколько та или другая машина рвет со светофора, выигрывает она светофорную гонку или нет. На полном серьезе пишется о том, что эта машина такая крутая, что ей ДАЖЕ уступают дорогу. То есть правила в больших городах не нужны, важна стоимость повозки, а на Запорожцах, вообще, нужно ездить по задворкам. Таких горе-журналистов можно пригласить сюда, поездить, показать класс, а не жить в каком-то другом извращенном измерении.

Наше путешествие совпало с экспедицией «Вся Россия». Мы видели машины разведчики, идущие в паре пробивать маршрут для основной экспедиции, Дискавери, обвешенные траками, реечными домкратами, запасками со злым рисунком. Ребята прошли эту трассу от Иркутска, в каждой машине несколько первоклассных водителей, вот только основные машины привезли морским транспортом, выгрузили, покатались, и уплыли на Владивосток. Обратно ехать трассой самим желания не возникло… А мы-то просто в отпуск ездили…

Вечерний туман.

Последнее фото этого дня.

С Бестяха очень длинный перегон без заездов в населенные пункты. Обедали под Большая Хатыми, в придорожном кафе «Экспресс», очень понравилось. За день прошли почти 800 км. Мы в 2600 км от дома. Заночевали за поселком Чульманом, небольшая площадка рядом с шиномонтажом, строящееся кафе отгораживает нас от трассы. Спать ложимся в машине. Всем хорош сон в машине, вот только до того, как солнце начинает всходить, а в верхней поясности это происходит очень рано в 3-5 утра, машина начинает нагреваться, не помогают даже открытые окна с натянутой на них сеткой. По утрам пытались дотянуть до максимума свой отдых, но к 6 утра жара становилась невыносимой.

Завтра мы выйдем напрямую к финишу нашего маршрута.

За трассу Лена умышленно не пишу километраж асфальтовых и грунтовых дорог, когда ехали обратно, во многих местах, где ползли по стройке, лежал новый асфальт. Поэтому бессмысленно об этом писать, к следующему году многое поменяется к лучшему, хочется верить. Строительство, конечно, грандиозное идет, проведена до Якутска рядом с дорогой железнодорожная ветка. Хочется отметить, что по всей трассе имеются придорожные кафе, где очень вкусно и дешево можно пообедать, средний обед обходился в 600 рублей на троих. Везде современные заправки с минимаркетами. По всей трассе Лена стоят вышки сотовой связи, дающие чувство, что ты не брошен на произвол судьбы.

Алдан, Тында, Нерюнгри современные города со всей инфраструктурой, кому нужен ночлег на трассе, техобслуживание, то можно планировать туда заезд.

Было неожиданностью — это перевалы и серпантины на переезде Тында—Неверская развязка. После бескрайних лугов Якутии природа больше напоминает магаданскую, очень затяжные перевалы, чувство, что постоянно едешь вверх. Очень необычно после сотен километров якутских дорог, снова перевалы. Сразу вспоминается дом и родные дороги.

Очень много спрямлений дороги, по навигатору едешь где-то в стороне от дороги. Взрыты сопки, выбрано много породы, а пролеты между холмами отсыпаны на высоту ста и более метров. Проезжаются пока такие участки с опаской. Из лишней породы насыпаны рядом с дорогой огромные насыпи, на которых оформлены смотровые площадки, где открывается красивая панорама окрестностей. По причине потери времени мы там не отмечались.

Ширина дороги допускает ехать на безопасном расстоянии от встречных.

В Соловьевске остановились пообедать, проехали весь населенный пункт до конца, искали что-то похожее на придорожное кафе, где много дальнобоев. Когда началось кладбище, поняли что не найдем чего ищем. Пришлось вернуться в центр и пообедать в кафе, не запомнилось название, возле дороги было пустынно. Меню скудное, хозяин горный варяг, обслуживал нас его несовершеннолетний отпрыск. Дорого и не вкусно, но выбора не было, трасса Лена нас разбаловала придорожным сервисом.

Намечалась нездоровая тенденция, чем дальше к Хабаровску от Якутии, тем порции становились все меньше и меньше, а цена такая же или дороже.

От Соловьевска опять начинался дорожный ад, отвратительная грунтовка, это последнее испытание «бетономешалкой» перед знаменитой трассой Чита—Хабаровск.

Наконец закончились наши мучения, когда прекрасный асфальт сменяется бесконечным грейдером и грунтом. Сейчас только вперед на максималке по хорошему новому асфальту, связавшему восток и запад нашей страны.

За время поездки настолько привыкаешь к машине, что кажется, она стала продолжением тебя самого, словно срастаешься с ней. Никогда не забудется, когда ввинчиваешь ее в поворот и едешь почти на грани срыва, чувствуя ее каким-то седьмым чувством каждой клеткой организма, ловишь ее на траектории на границе возможного. Не знаю, почему уверен в ней, как в себе, наверное, потому что мы за время поездки стали одним целым с ней. Порой, кажется, она угадывает мои мысли. Наверное, эти незабываемые мгновения манят нас на приключения. Опять хочется испытать эти чувства единения и эйфории снова и снова. Как никакие фотографии не могут передать течение жизни, так не могут они передать эту картину мира, где движешься ему навстречу, он так меняется и переходит из одного состояния в другое. Это бесконечное, бескрайнее кино можно увидеть только самому находясь в этой капсуле времени, никакой поезд и самолет не сможет даже близко приблизить вас к этим мгновениям. Может, в этом какая-то мистика и философия жизни. Человек начинает болеть этим, к этому никогда нельзя привыкнуть, этим можно только неизлечимо заболеть. Со временем это не пройдет, оно будет сильнее ныть в груди и ломать, требовать удовлетворения, как абстинентный синдром. Даже после нескольких дней езды и постоянного нахождения за рулем нас не покидало ощущение, что мы только вчера выехали.

Дорога до Хабаровска по трассе Чита—Хабаровск ничем примечательным не выделяется. Знаменитые «амурские волны» мы не застали, прямо перед нашим проездом их все закатали в асфальт. Люльки почему-то все до мостиков или после. Провалы грунта, скорее всего от нарушения технологии строительства, потому как другие участки, где нет мостиков и переездов, вполне ровные.

Сковородино (почти Бородино). Сковородино это другой параллельный мир на дороге. Бог придумал Сочи, а дьявол Сковородино и Могочу. Сковороднинский район был под бомбометанием кассетных снарядов я это точно знаю, такое возможно только после них, на протяжении пока район не закончится, асфальт в глубоких ямах от разрушения на протяжении где-то 30 километров. Здесь нужны навыки слалома и реакция сперматозоида.

Наша дальневосточная житница Амурка «обрадовала» бескрайними в большинстве своем незасеянными полями. Печальное импортозамещение в действии.

Заправки на протяжении всей дороги, демократичные цены на бензин по сравнению с трассами Колыма—Лена. Предпочитали по дороге зеленые заправки, не помню, как они назывались, машина довольно урчала на этом топливе.

Фоток у знаменитой стелы Москва—Владивосток не будет. Проезжали мы ее 12 июня в государственный праздник Дня России. Стелу видно заранее, т.к. стоит она на небольшом пригорке, при подъезде не было видно разрывов в разметке, повернул к ней напрямую. Тут-то меня и ждали доблестно-бдительные сотрудники дорожной автоинспекции. Пересечение двойной сплошной не очень у нас поощряется, но проверив мои документы (документы были обыкновенные — страховка, права, техпаспорт, никаких ксив), спросив, как долго мы в дороге, инспектор просто отдал документы, пожелал счастливого пути и больше не нарушать правила. Просто так, без всяких взяток, делания мозгов. Есть у нас в органах порядочные люди, в чем убедился. В общем-то, за весь отпуск это единственная остановка. За два месяца не пришло ни одного штрафа. Читая обзоры по Краснодарскому направлению, просто поражаешься изощренности, с какой тамошние Гайеры ведут охоту на водителей, в ход идут различные ловушки, рассчитанные на то, что водителю проще откупиться, чем портить себе отпуск. А фоток не будет по причине, по которой полиция и ГИБДД там находились. В канун праздника был совершен акт вандализма, вся стела была исписана непристойностями, связанными с нашим президентом. Понятно, что на таком фоне сниматься никто не разрешил.

Перед Хабаровском находится славный город Биробиджан, а славен он тем, что живет в нем славный парень, мой одноклассник, замечательный человек, очень разносторонне развитый с большой тягой к путешествиям. Это уже второй обзор, в который он попадает из-за своей гостеприимности. Женя провел по городу для нас замечательную экскурсию. Город находится немного в стороне от основной дороги, и мы просто бы проехали, так его и не увидев, о чем бы потом жалели.

Город очень понравился, чистый, весь утопает в зелени и цветах.

Местное духовенство. Почему дед на дуршлаге не понял.

Железнодорожно-гужевой вокзал.

Река Бира, от которой, я так понял, произошло название города. Неспешна, величественна и полноводна.

Сам город расположен между двумя холмами, с одного из них мы и ведем наш репортаж. Потом мы добрались и до второго, но из-за густой растительности не удалось открыть для Вас другую сторону обзора.

Площадь перед театром.

Красивая обустроенная набережная, любимое место прогулок горожан.

Памятник Шалом Алейхему, писателю, писавшему свои книги на идише. Марк Твен считал себя американским Шалом Алейхемом, а Шалом Алейхем считал себя еврейским Марком Твеном. Главная улица Биробиджана имени Марка Твена, т.е. Шалом Алейхема, который считал себя Марком Твеном, забавная была история запутанная. Что был такой писатель, открыл для себя в Биробиджане. Книги его не читал — идиша не знаю.

В городе очень интересный краеведческий музей, аллея славы со сквером и парком. И даже есть своя горнолыжная база. Чистый красивый ухоженный город. Компактный и очень чистый. В окрестностях много озер как естественного, так и искусственного происхождения с кафе в виде бригантины и пляжами для загара. Очень здорово! Как-то совсем не верилось, бывая на периферии нашей страны, что если город не на виду, то как бы и лоск ему внешний не нужен. Я много где был в России и не могу вспомнить, где на отшибе вдали от краевых областных центров так было уютно и красиво. Порадовало, что у города есть свое лицо и какой-то шарм.

Мы попрощались с городом, приютившим нас.

Нас ждал Хабаровск, конечная точка нашего путешествия.

Вид на мост через Амур с правого берега. Люди с воображением могут разглядеть у второй опоры существо похожее на Несси.

По прибытии время на наших часах показывало меньше на час, мы перевели часы вперед. Пройдено 4200 км, много это или мало? На все ответ дает теория относительности Энштейна. Если мерять в немецких автобанах, то нет, а с учетом, что после месяца катаний по Хабаровску и его окрестностям ехать еще назад, тем же самым маршрутом, а машина это билет домой. Заставляешь себя не думать о плохом.

Отпуск подходил к концу, примерное время выезда было на конец июля, но вмешалась погода. Если помните, в начале июля Хабаровск накрыл тайфун Чан-Хом. Буквально за сутки я пробил погоду и понял, что надо ехать обратно сейчас, на Хабаровский край неминуемо надвигалось нечто. Сколько этот Хома будет буянить неизвестно и какие последствия принесет. Сегодня же за 12 часов до событий машина была приведена в боевую готовность. Оклеена теплоизолом и поставлен багажник.

Утром в семь мы уехали домой. Где-то за Биробиджаном мы навестили придорожного Мишу, живущего рядом с кафе. Кафе очень колоритное, огромные деревянные стулья там, чувствуешь себя хобитом на них. Около кафе много дальнобоев.

За Биробиджаном нас накрыл-таки подходящий тайфун, дождь просто лил стеной, дворники бесполезно махали на максималке. Но останавливаться было нельзя, ехать только вперед от этого кошмара, который несколько дней будет штормовым ветром рвать с корнем и валить деревья, опять затопит половину улиц, все огороды будут стоять в полуметровой воде. После того, как мы проехали этот фронт, по радио передавали, что трасса Чита—Хабаровск закрыта, размыло в нескольких местах. На равнине, там, где никогда до этого ничего подобного не было. Вовремя, говорили мы себе, проехав километров пятьдесят, когда стена дождя закончилась. Поэтому опять не суждено было сфотаться у стелы Москва—Владивосток. Мы вышли из дождевого фронта.

Но, тут нас ждала новая напасть, от Сковородино потянуло горелым, дождей тут не было все лето. Начали гореть торфяники вдоль дороги. До самых Тындинских перевалов нам пришлось ехать в этой копоти.

Тысяча сто километров пролетели, как один миг, по дороге мы заезжали в кафе «Озеро», живописное место, но еда так себе, персонал не совсем расторопный. Туалет типа сортир, в двухстах метрах к лесу. Дальнобоев рядом нет. Пусть это будет неким показателем.

И наконец гвоздь программы, Хедлайнер придорожного сервиса.

Комплекс «777» — это шедевр! Если увидите эти три цифры — прибавьте газ и езжайте от этого места как можно дальше. Где-то читал об этом, но они, заразы, так стоят удобно, что, держа путь с Хабаровска, как раз время где-то к ночевке. А тут и кафе, и мотель, и прачечная, и туалеты с душами. Нам нужна была ночевка. Если нет мест в мотеле, решили, что заночуем в машине тут же на стоянке. Остановившись, не могли понять, что вокруг летает полчищами. Оказалось, мухи. И вонь, неимоверная вонь, гниющих останков. Ночевать в машине как то сразу расхотелось. Зашли в мотель, нумера, как оказалось, есть и не дорого. Еще бы! У мотеля есть своя стоянка охраняемая. Жена забрала вещи и пошла в отель, а я поехал ставить коня в стойло. Пока ехал до стоянки, начала давить на клапан малая человеческая нужда, где искать туалет подсказал «скворечник» прямо за забором стоянки, открыв калитку к нему, меня чуть не вывернуло наизнанку, прямо рядом с ним на землю выливаются все отходы от стоящего в 30 метрах кафе. Все лето, никаких баков! Вот и найден источник жуткой вони и мух. Почему мы оттуда не уехали? Было уже темно и поздно искать новое пристанище и свертки с дороги. В самом мотеле жуткая вонь дезинфицирующих средств. Крепкого здорового сна, не разрушающего семьи, не получилось. Что тут скажешь? Если в сводке новостей когда-нибудь прочитаю, что там едят людей, не сильно удивлюсь. Просто «от заката до рассвета» какое-то…

В кафе есть мини магазинчик всякой ерунды, которая может пригодиться в дороге. И возможна оплата картами.

Вот такая красота на входе в отель. Обманчивая…

Второй день мы дошли до города Алдана, середины трассы Лена. В районе придорожных кафе, где много ставших на ночлег дальнобоев, есть едва заметная дорога на пригорок через лесок, она поднимается вверх, там есть небольшая площадка, где мы заночевали в тишине от трассы. Утром спустились по ней и позавтракали в кафе, очень удобно. Следующая точка нашего маршрута — это переправа через реку Алдан. Мы рассчитывали дойти до нее во что бы то не стало. Пообедав, как мы хотели, в понравившемся нам кафе Нижнего Бестяха, путь лежал через неофициальную столицу Якутии Чурапчу. Прямо, не останавливаясь и не оглядываясь.

Какой- то странный ипподром, когда туда ехали, такого не было.

Наверное, какие-то Салават Юлаевские игры тут проводились или национальные праздники. Интересно было бы посмотреть, как тут развлекаются.

Ожидал, конечно, всего, но за этот участок взялся Россавтодор, дорогу значительно отсыпали и подняли, не тем дерьмом, как обычно, а каким-то нормальным гравием, так что мы участок Чурапчинский проскочили очень быстро, не так, как в первый раз.

В общем-то, по участку трассы Лена за месяц много улучшений, нового асфальта. Может, просто дорога домой быстрее.

Переправу прошли ночью, два раза разгружали паром, при подходе двух фур, снова всех выгнали с парома, поставили сперва их, а остальных в промежутки. Все вошли на удивление, но телепались мы больше двух часов. В полпятого утра сошли с парома. Искать место поспать! Хоть сколько-нибудь, но отрубиться, забыться от усталости. Где-то среди жуткой пыли, обгоняющих нас машин мы нашли съезд к заброшенному пастбищу. Надулись, расстелились и ушли в объятия бога сна Морфея. В июле в этих широтах уже прохладно ночью, хотя солнце всходит все еще очень рано. В девять спать было уже невозможно из-за наступающей жары. Найдя рядом полуразрушенные домики или конюшни, мы там приготовили себе завтрак. Из-за летающего гнуса и слепней, не было и речи о готовке завтрака на открытой местности.

Ледник в середине июля в горах.

Впереди дождь и неизвестность.

Вид с Ольчанского перевала 1300 метров над уровнем моря.

Ольчанский перевал, обратно осмелели, поснимали немного… Вид просто завораживающий. Насколько красивый вид — настолько же и опасен по нему путь. Главное не заглядеться.

Дальше дорога уже была, как родная, ничем особенным не выделялась. Пройденные первый раз прижимы уже были какие-то родные.

Новый мост через реку Нокуння. Черный прижим.

Скалы Черного Прижима.

Порода колется как обсидиан, края очень острые, сползает под своим весом, постоянно на дорогу выкатываются подарки в виде каменных глыб. Вот взял себе на память одну.

На подъезде к Усть-Нере.

Ночевка у нас была после Усть-Неры. Присмотрели это место, когда ехали туда. За 25 км от Усть-Неры мостик и горная речка, есть столик и туалет. Классно, так красиво и спокойно. Наверное, первый раз за эту дорогу я там выспался. Впервые за всю поездку мы испытали нехватку топлива в Нере. Ограничение выдачи 10 литров на машину, пока не привезут. Пройдя от Кубюме почти триста километров и впереди еще 400 до ближайшей заправки в Сусумане. Десять литров, как издевательство. Пришлось поулыбаться, редко это делаю, но когда надо, помогает иногда. Заправили до полного бака.

Я Вам обещал Кадыкчан, в переводе с эвенского — Долина Смерти.

Вот он.

А это сейчас коренной кадыкчанец, единственные жители поселка. Семейка северных сусликов-евражек облюбовала бывшую теплотрассу.

Памятник бесхозяйственности. В детских садах разбросанные горшки, гулом разносятся шаги в пустом помещении, никогда здесь не будет воплей и детского смеха… В школах учебники и сломанная мебель, выбитые стекла, сколько поколений они выпустили со времен войны, основания поселка. В гаражах машины. Частный сектор сожгли, чтоб люди не возвращались. Сколько судеб тут сломано. Новейшие дома, с прекрасными квартирами, в которых до сих пор брошенная мебель, старая аппаратура, в квартирах сделан ремонт, не затертые обои. Ком в горле, когда все это видишь. Сейчас уже поздно разбираться в причинах, которые привели к этому. Трудно призвать к ответу кого-то за это. Времени хоть и немного прошло, оно все списало.

Поселок в 700 километрах от Магадана, почти на границе с Якутией. Все, абсолютно все, что есть тут, привезено самолетами, кораблями все ЭТО везлось в Магадан из центра страны. Все мы и Ваши родители работали на эту стройку, не впрямую, но косвенно, на заводах и фабриках страны. Есть тут и ваша частичка. Каждый болтик, каждый проводок, гвоздик, цемент, арматура, дерево, только представьте сколько всего? Все это везлось 700 километров на машинах по жуткому бездорожью в суровом Колымском климате. Гибли, замерзали, но везли машинами по перевалам, бродам, проваливались в полыньи. Как такое можно было допустить? Когда такое видишь, происходит переоценка ценностей, вопросы на которые знаешь ответы, но боишься даже себе признаться. Бесполезно сейчас причитать и взывать к совести, мавр сделал свое дело, Карфаген должен быть разрушен.

Не хватает плаката «70 лет Победе» и провести парад.

С тяжелым сердцем мы покидали этот заброшенный поселок, ехали молча большую часть оставшейся дороги. После Оротукана тащась в кромешной пыли, за наливом, ища место для обгона, заголосила тревога потери давления в заднем правом. Нужно было срочно искать съезд, в этой пыли остановившись, тебя просто снесут. Нам повезло, что почти сразу была свертка с дороги. При осмотре колеса, подкачав его, увидел место прокола, это был скальник, он словно кинжалом пробил покрышку. Хорошо, что купил перед поездкой датчики контроля давления воздуха в шинах. На грунте загруженый, пробитое заднее почти не ощущаешь, пока на ободе не останешься. Опять помог ремкомплект. Время потеряли почти час.

Подъезжая к Атке, искал бывшую старую бетонку, но ее не было, прямо сверху навален грунт в виде булыжника, половина дороги в отсыпях. Ремонт, а мы так надеялись, что 150 километров мы проедем не быстро, но хотя бы без пыли. Не помню уже, какой километр начался асфальт, новый, только уложенный асфальт, и он все не кончался, проехали Карамкен, Палатку. Приятной неожиданностью для нас был сделанный по всему асфальту качественный ремонт от Палатки и Стекольного. Средняя скорость там, благодаря люлькам, раньше была 40 км/ч. Сейчас мы могли ехать, а не прыгать. Сперва было какое- то недоумение, может, мы сбились с дороги? Уехали было одно, а приехали, как на машине времени в другое измерение.

К концу этого дня мы были дома.

И правда, обратный путь оказался короче.

Эпилог

Я очень хотел этого. Я год мечтал об этом. Хотел этой поездки, этих трудностей, спасибо моим близким, вместе мы преодолели их. Цель была не изучение коренного этноса и обычаев народов севера, а состояние дороги до развязки Чита—Хабаровск, благо два месяца северного отпуска это позволяют с запасом. Конечно, я тут нагнал шухера, но писал я чистую правду. Не верьте никому, что это просто! Отважившись на такую поездку в этих краях, нужно трезво оценивать свои силы и возможности. Свои водительские навыки, психологическое состояние, знания матчасти, умение в полевых условиях устранить неисправности, которые обязательно появятся. Никакие вибростенды вам не выявят дефекты, которые тут могут проявиться. Необходим набор ремкомплекта. Выйти из строя может все, от ходовой части до двигателя. Ломается именно то, чего не взял. Нужно изучить все слабые места вашей машины на специализированных форумах. Дорога Колыма— Лена проезжаема, но не легковым транспортом. Да, да, вы ездили, позволила погода, участок Нижний Бестях – переправа непроходимы в дождь даже для внедорожников. Здесь нельзя ни на кого надеяться, только на себя, тут ты один на один с собой, со своими проблемами. Многие ездили, еще многие поедут, и хотелось бы хотя бы для них снять розовые очки. Может, кто-то сделает выводы и тщательней будет готовиться к таким поездкам. Пригнать машину своим ходом, купленную в центральных районах страны или Владивостоке — не велика доблесть, дорога в один конец. Гораздо ответственней поездка, если вы, выехав, планируете вернуться обратно, тут машина — билет домой, важно его не потерять. Деньги тут не решают ничего, дай бог, чтоб они после отпуска остались. Эвакуатор в черте города Магадан стоит 20000 рублей — 100 км.

Водителю проще всего — смотри за дорогой, а пассажирам несколько дней реально кроме прослушивания музыки заняться нечем. Совсем. Просмотр фильмов укачивает. Репортажная съемка надоедает. Конечно, это дешевле, чем на самолете семьей. Конечно, это незабываемые впечатления на всю жизнь, это бесконечные рассказы родственникам и друзьям о том, что вспомнилось снова и снова. Но, черт побери — это трудно. Будьте готовы валиться с ног от усталости, глаза-предатели, показывающие красивые картинки, а не дорогу впереди. Ноги космонавта, которые почти разучились сделать первый шаг из космолета… Если вы согласны со мной хотя бы в половине доводов, вас ничего не остановит — вы пройдете этот маршрут.

Поеду ли я снова… Честно, не знаю. Я не боюсь за себя, мне не жалко железо, мне страшно за близких. Они всегда со мной, и никогда меня не предадут и не бросят. Я не хочу больше рисковать их жизнями и здоровьем ради собственных амбиций. По приезде радость от поездки быстро улетучилась, и пришло раскаянье, очень горькое раскаянье. Я просил у них прощения за то, чего не случилось…

P.S.

Пробег за поездку 10 тысяч километров, всего. Расстояние Магадан—Хабаровск— Магадан 8400, истрачено 1070 литров АИ-92, стоимость топлива — 40000 рублей (туда и обратно). Расход с полной загрузкой, багажником и кондиционером 12,5 литров на 100 км.

Калыма затягивает. Был в Оротукане, Омсукчане. Замечательные люди, красивые места.. Отличный отзыв.. https://travel.drom.ru/35987/
Reaching for the hands of God

Эпично, достойно, мрачно - передана атмосфера прекрасно, благодарю.

Спасибо за содержательный отчет!
Запорожец приуныл там бедняга..
Don Gan
Интересно! Впечатляют заброшенные поселки с хорошими панельными домами. В СССР строить умели. Если сегодня чтобы туда добраться - это целая экспедиция, то тогда строителям что пережить пришлось! На голом месте построить поселки, города. Сегодня вон элементарные школы, больницы, садики, дома построить нормально не можем (не считая Москву)!

Катуар, заМКАДыш
После таких ОТЧЁТОВ все остальные "атчОтики пеЙсателей" выглядят даже НЕ как позавчерашний ужин.
И становится более понятным. Почему молчаливый отец так настойчиво советовал. Хоть раз в жизни проехать по дорогам его послефронтовой шоферской молодости.
Спасибо за отчет. И за "отсебятину" в отчете. В хорошем понимании этого слова в кавычках.
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Молодцы, что еще скажешь!
Кстати, медведицу зовут Нюра)

Хорошо съездили, и послесловие хорошее.. Действительно- один на один ты там, на помощь рассчитывать сложно.. А ипподром в Чурапчии- это стадион для азиатских конных видов спорта, през Сахи Борисов в него 70 лямов вкинул. Это при том, что проблем после р.Алдан в нашу сторону- хоть отбавляй.. Славяне живущие в Нере и Хандыге, люто его ненавидят за это..
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..

Во время чтения, мурашки по телу, родные места, в памяти ещё полные посёлки и куча народу, а сейчас, ТРАССА умерла.......

Отзыв отличный! Сам живу на Чукотке и представляю, каково это без асфальта и с пылью. Улыбнуло меню в кафе. Зная, сколько стоит майонез, 250 гр за 5 рублей офигительно выгодно!
Мой отзыв: Mazda Demio 2003

Dimonstric:
Молодцы, что еще скажешь!
Кстати, медведицу зовут Нюра)
Да вспомнил потом... любит сигареты!

Прекрасно написано! Вы как тот повар, который с остатков может что-то сотворить... В Испанию приехал и всё просто АХ!!! И пишется как по маслу... А здесь вроде и писАть не о чем, а получилось очень даже ничего.. Спасибо!

76>35>25>76>27
Хороший отзыв и читается приятно и легко.
HONDA FREED 2011 передний
Присоединяюсь, браво.Вот только скорее на костях, чем на голом энтузиазме во времена ГУЛАГа...
Юрий
Восхитительно!

А на этих фото:
1)два охотника;
2)Транспарантов правда много встречается (Оротукан);
3)Дорога на Омсукчан.

СИЛЬНО!
Зачем нам такой мир, если там не будет России?

Несколько мрачновато (дорога смерти) , но душевно! А вообще-то, ТС, у вас талант писателя. Отличный слог, легко читается и очень познавательно! А природа Якутии оказывается очень красива! Спасибо за отчет.

Впечатляет...и поездка, и отчет и...такой юмор с горчинкой. Пишите еще.
Viam supervadet vadens

интересно,спасибо.
Электроизолятор
супер!

во мраке
Начало и конец очень угрюмые, в этих местах только фильмы ужасов или про апокалипсис снимать, ль*** отзывы про такую мрачность
Захотелось поработать - ляг поспи и всё пройдёт.

Зачем так неестественно обрабатывать небо?
Полагаю, что это от голого теоретизирования. Под видом "я гуру фотографии".
Хотя видно, что снимки обработаны качественно...

Филлип:
Хотелось бы узнать у автора (может в курсе), в 2013 году, в начале декабря нам на трассе встречался поляк, который устроил пеший переход Магадан - Якутск, добрался ли он до места.... Может слышали чего. Когда его увидели первый раз обалдели. Пешком с лыжными палками за собой тянет сани - волокуши... Вот это путешествие!!!! К сожалению фото его не могу найти((( А на этих фото: 1)два охотника; 2)Транспарантов правда много встречается (Оротукан); 3)Дорога на Омсукчан.
Чудоидов хватает- вот например очередной Форест Гамп http://am49.ru/164848-mozhno-b ylo-by-poigrat-v-geroya-no-ya- reshil-vernutsya/

Насчёт писателей, насколько я знаю, дело немножко сложнее. Был в Америке такой Сэмюель Клеменс. И однажды он решил, что будет Марком Твеном. А Шолом Алейхем тоже решил, что будет Марком Твеном, но становиться Сэмюелем Клеменсом не захотел категорически. Вот так и получилось, что два совершенно разных писателя почувствовали себя причастными к одному и тому же псевдониму.

Автор молодец

Отлично но .... мало

tim204:
Отлично но .... мало
Сча тебя малограмотный офисный планктон, привыкший рассматривать только комиксы, заминусует напрочь :)))
николай
в Чурапче построили ипподром на проведения национального праздника Ысыах. Это родина президента Республики Саха (Якутии). Отзыв замечательный.

Немного грусти
1)Карамкен
2)Атка
3)Современный плакатик на фоне пустых окон (Оротукан)

и ещё немного....
1)Ограждения вдоль трассы от перемётов
2)Огромный человек
Reaching for the hands of God

2)Огромный человек наворотил эти горы...
3)Завораживающие перевалы.

Город над вольной Невой

Новосиб
Пустой поселок выглядит жутковато. В остальном, красота! 5+
Счастье не за горами... Оно в горах!
Иванович ВЧ
Кызыл
Ну а так хорошо. Со всем уважением.

Хороший слог. Мертвые города есть везде, не только в России, это неизбежно...

Шолом Алейхем - прекрасный писатель, чьи работы уже лет сто есть на русском языке. Почитайте, Вам с Вашей грустинкой очень понравится.
И еще Вы молодец, что так ответственно подошли к путешествию. Может, кто-то и скажет - "зануда, параноик", но только не те, кто сами оставался один на трассе с поломкой на Севере.
Вы все правильно сделали и отлично написали. Думаю, что заброшенные города и уныние - единственно верное напоминание нам, сегодняшним, о смерти тех миллионов, которых Софья убила Софья Власьевна и кому нет памятников...

Бывший_сахалинец:
До Волгограда и заполярной Африканды (с которой началась его фронтовая биография) уже добрался. Осталось решиться на ответственный момент. Проехать по самой длинной улице в мире. Которая то ли начинается, то ли заканчивается возле бухты Нагаева в Севвостлаге. И носит скромное название Колымской трассы. Еще не знаю. Решусь ли я когда либо на этот шаг. Но ваш отчёт подталкивает на такой безрассудный поступок.
Соберетесь - дайте знать. Составлю компанию.

да тоже бывал в омсукчане дукате, честно сказать жить там на любителя
Peterbilt CAT С15

отзыв отличный, но вот сломанный насос духам отдавать как то не правильно что-ли, его скорее выбросить надо было

Иванович ВЧ:
Очень интересный отчет. Только не хватает чуточку уважения к разным местным достопримечательностям. Например: Салават Юлаев - вроде башкир, это почти что Европа, причем тут якуты, далее "...Есть в Саха обычай ублажать богов, у таких стел лежит, что душе не жалко, сотовые телефоны, печенье, колеса, ручки, зажигалки… Оставили и мы свою жертву — насос..." - зачем соблюдать обряды, если вы не знаете? Вы-же не начнете раскладывать ковер, когда муэдзин начнет читать азан. "На тебе ,что нам негоже" - нашли свалку для мусора. Ну а так хорошо. Со всем уважением.
ну почему не надо соблюдать, у нас например в Бурятии наоборот считается, раз ты здесь находишься, то должен соблюдать местные обычаи. Надо было там монеток оставить, а насос сломанный конечно зря, но кто-то ведь его забрал себе, починит может.

интересно написано, фото классные!

Спасибо Всем за отзывы, что дочитали! Спасибо за дополнения. Критика принимается. Я никогда раньше ничего не писал и в школе двойки по-русскому были нормальным явлением. Не хотел никого обидеть, это просто мой взгляд со стороны, может с другого ракурса и у кого- то он другой, все люди разные. В рассказе больше гротеска и юмора,чем реальной паники, уверяю Вас, паникерам там делать нечего. Ну, а брошенные поселки не вызывают оптимизма, хотелось передать свои чувства. Благодарен всем кто меня понял.

Отчет супер

шахан:
Отчет супер
Имел ввиду красную, но мы её сами ловим, а белорыбицы из Колымы нет. Вот так то!
УДАЧИ И ЗДОРОВЬЯ ТЕБЕ! ЗАВИДУЮ ПО БЕЛОМУ. ОТЛИЧНО НАПИСАНО. НО КАК ВИТИЕВАТО И РАСТЯНУТО!!! ВИКТОР ГЮГО КУРИТ В СТОРОНКЕ!
ЗДОРОВЬЯ И УДАЧИ ТЕБЕ! ОТЛИЧНО НАПИСАНО! ЗАВИДУЮ ПО БЕЛОМУ. НО КАК ВИТИЕВАТО И РАСТЯНУТО! ВИКТОР ГЮГО КУРИТ В СТОРОНКЕ!

Эмоционально и правдиво. Только местами уж перебирает автор насчет опасности - летом все в целом проезжаемо. Хотя, конечно, за рулем должен быть не беспечный городской обыватель (готовиться все равно надо).

Ну и - хоть я и не якут, но вступлюсь - национальные символы Якутии могли бы и осмотреть, хоть из вежливости... Памятник у дороги возле Ытык-Кюеля - это Ньургун Боотур, их местный герой. Салават Юлаев - это как бы башкирская тема, в Якутии он никаким боком:)
а "ипподром" - это, кажется, в Чурапче, стадион построен для национальных Игр Манчаары. Они каждые 2 года проходят в разных улусах, в Чурапче были в 2013-м.

Комсомольск-на-Амуре
Поездка не для слабаков.Думаю,несмлтря на скепсис,автор не остановится на достигнутом,дорога затягивает.Лего читать,приятный слог.
Филлип:
1)два охотника;
2)Транспарантов правда много встречается (Оротукан);
3)Дорога на Омсукчан.
Филлип, я с напарником этого поляка подхватил на соединении Тенькинской и Основной за сусуманом мы как раз по кругу ехали от Усть-Омчуга в Ягодное. Он сани сломал где-то за Аткой, далее на перекладных добрался до Сусумана. Потом пешком уже без саней с рюкзаком попытался от Сусумана пойти в Якутию, но морозы жахнули ниже 50 и он вернулся. Говорит около 30 км ушел от места где мы его подобрали. Вернули короче в Сусуман в гостиницу. Что далее не знаю, но собирался на транспорте ехать в аэропорт. Всю дорогу пытались ему объяснить что зимой с нашей трассой играть в "кто кого" может дорого выйти, вроде послушался, хотя может далее кто-то еще что-то знает.
Читать - не читать, делу сугубо личноя. Я дочитал до конца и не пожалел. Автор - молодец, оформил поездку в литературную прозу. Не без вкуса.

Зачем так неестественно обрабатывать небо?
Мне так захотелось, потому,что фотография не передает всю ширину светового и динамического диапазона, что бы это компенсировать пришлось немного небо оживить. Я ответил на Ваш вопрос?

Алексей:
Спасибо, Алексей! Успокоил немного))) Кстати за Аткой последний раз его и видел, а потом он исчез. Спрашивал у водителей такси, кто на Ягодное ходит, никто не видел. Оказывается он на попутках пошёл.. Всё-таки не каждый день такое видишь: мороз под 40, не все решаются ехать, а тут пешкарусом, один на один с природой днём и ночью...
Reaching for the hands of God

Да, ну и места у вас там)

ЗЫ: а что за машина - внешне не узнал, а двигатель мерседесовский - м111

braude:
Соберетесь - дайте знать. Составлю компанию.
Добро, маякну... Если соберусь конечно, но не в этом году это точно.

Hedy_Prime:
Да, ну и места у вас там)
Природа - красота, суровый край) Брошенные поселки - ужс. У нас однушка в хрущевке стоит 2 миллиона - а там -целые дома - и никому не нужны...парадокс ЗЫ: а что за машина - внешне не узнал, а двигатель мерседесовский - м111
SY Kyron ,бензин на нем клеймо стоит мерса, ручная КП

Чурапча
фотка красивых домиков сделана в Чурапче на азс сервис ойл, кстати не советую там заправляться, на фотке виден мой дом, если что заезжай на автодиагностику, рус руса поддержит,ты наверняка знаешь гостепр-о якутов к русским
карбюратор не сосает,маховик земля бросает...

Бывший_сахалинец:
... Но. Вам бы посмотреть воочию ещё небо русских северОв. Где-нибудь за 60 паралелью или в Заполярье. Или хотя бы Монголии. Тогда вы сами сможете ответить на свой вопрос и станет более понятным ответ. Когда вы всё это увидите и снимете.
Сахалинец, ничего не имею против тебя. Человек ты, чувствуется, бывалый и с разными ситуациями знакомый. Но не кажется ли тебе, друже, что пары поездок - в Монголию и... куда там еще? По Кольскому, что ли? - несколько недостаточно, что бы приводить их в пример... э-э-э... через раз? Ах, да, извини, в Байкале ты еще купался и "по Дону гулял". Но, все равно. Ведь, из здешних завсегдатаев в этих местах бывали многие.

Автор все задает вопрос кто допустил разрушение этих поселков. Те же кто развалил СССР. Те кто противоборствует нам уже больше 200 лет. Те кто привел к власти горбачева с его командой. Те же кто устроил нам две мировые войны и революции. Англосаксы.

Катуар, заМКАДыш
Ладно, учитывая твой статус критика - разумная критика принимается. Теперь буду не через раз, а через два - на третий :)))
Путевые заметки–куда доедем.Но сначала-Магадан.

Автору - уважение, прекрасный рассказ. Можно сказать - душевный.
А насчет того, кто разрушил поселки - я бы вопрос поставил несколько иначе - КТО ИХ ТАМ ПОСТРОИЛ?
Те же самые, кто и в ту войну победил, кто человека в космос, кто Саяно-Шушенскую и БАМ построил. Люди-гиганты для себя делали. Теперь их нет и многое не нужно стало.

Үрүҥ Айыы Тойон Таҥара!

Бывший_сахалинец:
Прочитав это, я вслух рассмеялся, серьезно. Ведь, есть же люди, не лезущие за словом в карман. Уважаю.

Жуковский
Спасибо автору за прекрасный отчет и весьма точно переданные водительские эмоции. Сам прошёл "Лену" и "Колыму" в обе стороны в 2012, многое изменилось с тех пор.

vortex19:
точно, как в анекдоте про поручика, которому кто-то мундир облевал и в штаны наложил...

Прекрасный отчет. Планируем с товарищем тоже по Колымской трассе проехать. Обязательно воспользуемся Вашими советоами. Спасибо!

CheMistT34:
Спасибо! Когда готовился изучал и Ваш отчет, на 4ке через Монголию- круче только звезды! Жива еще старушка?

макс
хорошо написал, грамотно, интересно, с юмором, особенно смеялся про то, что выкатились из кафе, и объели)))

Skanderbeg:
Начал читать, оторваться не получилось. Отличное описание, картины переданы замечательно. Удивлен выносливостью корейского авто (или это заслуга мерседесовых генов?) и терпением ближайших родственников. Немного царапнуло сравнение с "балластом", да и при чем тут салават юлаевы, когда памятник Боотуру, - речь-то идет о Якутии, где своих героев хватает? А в общем и целом автору респект! Не каждый сможет проехать этой дорогой. Үрүҥ Айыы Тойон Таҥара!
Спасибо за отзыв. На корейском авто после поездки только карданы прошприцованы, все остальное в идеальном состоянии. Балласт- не возражает чтоб ее так назвали, а "драгоценный балласт", когда спинным мозгом постоянно ощущаешь это сокровище сзади, на дороге ведешь себя гораздо осторожнее.
По тексту(не первое замечание) вкралась неточность, читать как "Якутские Салават Юлаевы". Конечно я знаю что это башкирский национальный герой, но Якутский народ единственный на дальнем востоке живущий, у которого тюркские корни. С башкирами они в общем-то родственники хоть и дальние. Это просто сравнение, не хотел задеть чьи то чувства.

Немного мрачно и витиевато написано о простых и житейских вещах: рождении, жизни и угасании. Я думаю, автор не был в зоне отчуждения в Белоруссии после Чернобыля. Мне довелось побывать и пообщаться с людьми, которых судьба заставила двинуться из своих деревень чуть ли не в чистое поле. Некоторые по разным причинам возвращались доживать....Вот где настоящие человеческие трагедии тысяч людей не только Украины, Белоруссии, но и Брянской обл. Так что все познается в сравнении: если вам плохо, то обязательно есть тот кому хуже. Так что этот пафос в названии- мне представляется излишним. Но атмосфера передана, русский язык на высоте, сахалинец в в восторге. Ну значит неплохо.
Горе невозможно измерить где его больше, а где меньше. Где настоящие трагедии, а где не настоящие? Я не был в Чернобыле. По площади разрушения, трудности восстановления и доступности здешние места несопоставимы с другими. Доступ только на автотранспорте и вертолетах. Пафоса в названии нет, потому как это все строилось на костях, и погибших тут даже не считал никто, смерть она для всех одна и для Зека, и Комсомольца- энтузиаста. Собирает она и сейчас дань, по обочинам и обрывам останки техники. Кто- то замерз, кто-то не справился с гололедом на перевале... Бывают и настолько трагичные судьбы, когда в перевернутой машине в обрыве еще есть живой человек и приехала скорая, но не может ничего сделать для него- невозможно спуститься в ущелье, температура -50, а он зажат в искореженом железе и не может сам выбраться. Заглохшую машину начинают жечь по частям ожидая помощи, случайной помощи, связи сотовой нет. Трасса Колыма это трасса смерти, нужно понимать это когда сюда отправляешься. Дело не в названии и пафосе. Спасибо за Ваш отзыв с оглядкой на чужое мнение, рад что вас зацепило.

Колл:
Проезжал так называемое "золотое кольцо Колымы", был на заброшенных зонах особо сторого режима, поселках пустых..... Всё путешествие проходило в октябре, по ночам -30, приходилось ночевать иногда в машине. Это действительно мрачное, страшное, непредсказуемое, но в то же время интересное место.
Это круто! Теньку постоянно размывает, прошлый год там даже Уралы тонули, кольцо было не проезжаемо. Но мы не исследователи, просто ехали в отпуск.

Кемерово-Симферополь
Чтение растянулось на два дня - людям делать нечего, постоянно отвлекают по работе:)
Сильно. Очень.

Snouman:
Я так понимаю, вы работаете на скорой помощи, выезжаете на ДТП на Колымскую трассу, помогаете людям, сочувствуете горю незнакомого вам человека. Что ж, тут можно только шляпу снять. Но я немного о другом: читая Солженицина, Шаламова и др. я сделал вывод, что самое страшное- в обыденности. Когда поедете этим маршрутом в другой раз я думаю вы не будете рисовать таких апокалиптических картин.
Немного мрачно и витиевато написано о простых и житейских вещах: рождении, жизни и угасании. Так что этот пафос в названии- мне представляется излишним. Н
:-) уж поверьте местным, пафосом там и не пахнет. Эта дорога так и называется. Под ней столько народу закопано, что если все кости достать насыпь на полметра ниже станет. Ну а насчет зоны отчуждения Чернобыля, то не отказывайте и нам в трагедии нашего края, который вдруг стал не нужен родной стране. Поверьте уж лучше собраться и эвакуироваться резко оборвав всё, чем жить в постоянном медленном (а иногда и не таком уж медленном) гниении. Тот кто не пожил тут годков с десять врядли поймет автора, а тот кто пожил годик и сбежал точно не поймет, но среди действительно Колымчан под словами его боли подпишется каждый.
Snouman:
Посещение Теньки того стоит. Разок проехавшись по Лошкалаху и Гаврюшке к Ольчанскому перевалу станете относиться значительно проще. У меня было несколько поездок и зимних и летних по кольцу да и на Гербу, каждая это отдельное ключевое воспоминание в жизни, как в мультике "Головоломка". Честно, начинаешь в Бога верить, когда в конце апреля на Гербинской трассе (до ближайших поселков в обе стороны более 250 км) ночью вдруг мороз ниже 50 падает и в УАЗике карбюратор начинает обмерзать на ходу, грозя заглушить машину. Именно в ту ночь и именно там я, поднимаясь на первой в Рио-Риту, возносил самые свои горячие молитвы.

Алексей:
Когда была Чернобыльская трагедия, в Амурскую область переселяли от туда людей. Почти все (а может и все) уехали обратно на запад. Жить в глуши, где 9 месяцев зима мало кто хочет.. А что говорить о Колыме... Люди живущие там достойны Огромного Уважения.

усть-нера
Автору респект конечно за поездку и отзыв, но вот Усть-Нерчане звучит как то не очень, Вас же не называют Магаданчане. И еще Нера находится по середине между Якутском и Магаданом а не Якутией. Если едем в Якутск то сначала Ольчанский перевал, а потом прижимы Черный и Желтый. А то я читаю и какая каша получается, одни перескоки. Поселок Тюнгюлю и река Нюкуння. Записывайте точнее или фотографируйте.

ПРИМОРСК
Даа, это не по трассе"Дон" проехаться от Маасквы к Черному морю и обратно.

Сильный отчет.всем кто пишет о пафосе и т.п.это не пафос.это правда.северные дороги очень суровы.
Toyota Caldina GT.

Алексей:
Тогда и я про "своих" спрошу:)) в том же 2013. только осенью, тем же маршрутом ехали двое испанцев на велосипедах, парень и девушка. Они у нас в лагере за Мегино-Алданом переночевали, потом наши ребята их видели перед Кюбеме. А вот что дальше - не знаю. Мож, кто встречал?

"...В тот момент я понял, какой маленькой бывает выходная дырка. Уже практически видел всю жизнь, жизнь своих предков и самые яркие моменты своей жизни..."
Ваще чётко, под столом))))крутецкий рассказ!!!!

Щёлково
"Ну, мы же молились богу Дисептиконов"
"Последний качок, рычаг ломается. Насос полетел в лес."
"Оставили и мы свою жертву — насос."
"ну все, блин, мы в Америке!"

прокуратор:
"Ну, мы же молились богу Дисептиконов" "Последний качок, рычаг ломается. Насос полетел в лес."
"Оставили и мы свою жертву — насос."
"ну все, блин, мы в Америке!"
Вроде бы и не плохо написано, но вот не по душе. Кажется автору и самому многое и в поездке и в жизни не по душе. Даже не стоит разбираться почему. Вот так и всё. "По приезде радость от поездки быстро улетучилась, и пришло раскаянье, очень горькое раскаянье. Я просил у них прощения за то, чего не случилось…"
Вы ухватили самую соль и замысел рассказа! Как вам это удалось? Да вы гений психолог-профайлер!
Выхватить из контекста пару фраз и нарисовать портрет человека- этого даже дядюшка Фрейд не мог, не говоря о Гансе Селье! Браво.

Город Красных Фонарей
Отличный отчёт. Спасибо. Удачи вам.
В действительности всё иначе, чем на самом деле...
Серега
А под капотом вашего корейца родной мне M111 Mercedes - один из самых надежных и неприхотливых двигателей в мире

отличный отчёт! молодцы

692390_692500_692760_692372
Прочел на одном дыхании...... Нет слов...... Восхитительно!!!!!!
Мне психиатр сказал: Присядьте, щас успокоюсь и начнём.........=)
Калуга
Поздравляю с поездкой, с её окончанием и отчетом! Хотя, на мой взгляд, немного мрачновато, но это твой взгляд на мир. Зато он ясен, четок и интересен. Прочел с удовольствием.

Интересные фотографии Якутии. И, отдельное спасибо за добрые слова о Колыме.

Последним обзацем испортил весь рассказ, с такими мыслями думаю вам не стоит путешествовать, мысли материальны!

шахан:
ДА КАК ТАК ТО !!!!??
Продается, и неплохо А почему? Потому что местные рыбные барыги хотят сплошь ездить на крузаках.

Павлодар
Про заброшенные городки все правда. В 1996 году служил в армии и нас отправили собирать все ценное (что уцелело) в заброшенную военную часть. После развала союза, полк ушел за неделю в Россию. Стоят пустые пятиэтажки, почти целые. Взламывали двери где закрыто, а там мебель, детские рисунки на стенах, в ваннах даже зубные щетки стоят. А людей нет. Страшно и тоскливо стало до жути. Особенно когда темнеть начало. Сколько лет прошло, а до сих пор помню как наяву.
Отчет интересный, очень понравилось.

Седьмая столица...
Интересная поездка, это бесспорно... Навеяла естественно воспоминания (сам жил в свое время в Магадане, и все цепко хранится в памяти).
В 80-х годах ездил на машине от Магадана до Талой, ну а потом, после отдыха с лечением - обратно...
Тогда было проще - люди были, жили, тянули северную лямку, выбирались на материк раз в два-три года, на дороге не было равнодушных - практически каждая машина при виде стоящей по разным причинам (включая естественные) нашей кобылы,придерживала ход, и дальнобойщики спрашивали - не нужна ли помощь?
Ёлы-палы, было понимание в людях, шли на выручку всегда.
Да и поселки вдоль трассы были не такие, как сейчас...
Прочитал, и возникло желание намотать километраж в ту сторону, посетить эти красивые места...
СПАСИБО!!!
...-...-...-Legaсy'91-Impreza'98-RAV4'03
Хочу ёжика... С желудком литра на 2...

Обнинск
Спасибо уважаемый, порадовали.
Мой отзыв: Opel Zafira 2008

Как там говорил наш генералиссимус Суворов после взятия Измаила - "на такое можно решиться только раз в жизни". Вы и Ваши близкие это сделали. Примите искреннее УВАЖЕНИЕ.
Мой отзыв: Subaru Outback 2018

CAMAZIST:
Не надо так близко к сердцу все принимать, просто оговорка не более. Как правильнее Устьчане, Неряне, Нерцы к сожалению в Википедии об этом ни слова. Названия я тоже фотографировал но при увеличении сложно разобрать Ю или О, думаю это не так очень важно для читателя. А то заблудятся по дороге и вместо Магадана приедут в Магаданск. По телеку сегодня диктор сказал АнадЫрь!(прямо по Фрейду оговорка) А нас называют даже КОЛЫМЧАНЕ ))) хотя к колыме реке Магадан отношения не имеет никакого. Маленькие неточности вкрались в тексте это в принципе поправимо, спасибо за замечание. Не будьте букой))) В следующий раз, не в этой жизни я все учту, когда поеду снова...

_skv_:
А вы думаете как все должно закончиться- взрывом экстаза и эйфорией, недельным запоем? После почти беспрерывной недели за рулем, практически без сна по 15-16 часов за рулем, в состоянии постоянного стресса и дистресса? Каждый имеет право после на минуту слабости, но не каждый может в этом признаться даже самому себе, тем более сказать это другим. А о материальности мыслей это на РенТВ, а не сюда)))

Спасибо Всем за оценку, жаль, не могу каждому ответить. Рад что заставил вас вспомнить прошлое, посопереживать о будущем, да и просто провести время с эмоциями, которые нам сейчас так редко дарят те, кто получает за это деньги. Нижайше всех благодарю!!!

Бывший_сахалинец:
Полагаю, что это от голого теоретизирования. Под видом "я гуру фотографии".
Хотя видно, что снимки обработаны качественно...
Snouman:
Нужен баланс. Вы его не выдержали. Переоживили. Получилось мультяшно.
Я не гуру фотографии, но любитель со вкусом.
Если я посмотрю воочию небо на севере, будет красиво, но данные фото от этого не перестанут быть для меня мультяшными.

IlyaR:
Нужен баланс. Вы его не выдержали. Переоживили. Получилось мультяшно.
Я не гуру фотографии, но любитель со вкусом.
Вы о чем вообще о балансе? Эстетика в эрмитаже и Русском музее, а тут вроде как обзор путешествий, некоторые даже ручкой рисуют, не претендуя на высокий ключ. Сами обзоры больше похожи на комиксы и этот не исключение. Наверное эстетику нужно искать в правильных планах, необычных ракурсах обычных вещей, а не ставить во главу угла цветопередачу, она у всех людей разная, есть и дальтоники. Им то как жить тов. любитель со вкусом(чего)?

Snouman:
Летишь в Магадан, а в аэропорту (Сокол) тебя встречает плакат - "Добро пожаловать на Колыму - Золотое сердце России". Ну и как Вас называть?))))))

Snouman:
Им хорошо жить. У них все в эффекте сепия. Будь то мусорный бачок или проезжающая мимо фура.
Все загадошно и готишно!

Отчет отличный, пейзажи супер.
У нас в Ленинградской области таких вымерших поселков ещё больше, да, торфоразработка в Лен области в СССР шла полным ходом, жили, процветали поселения, к некоторым помимо автомобильных да же ж\д дороги проложены. Сейчас всё нафиг ни кому не нужно.
И главное запомните - МЫ ВСЕ ТАМ БУДЕМ!!!!

почитал с удовольствием!
тоже по погоде строю свои перемещения. всегда смотрю, весь маршрут.
ко мне это состояние пришло в 25 лет, с моим первым "дальняком" (в кавычках - потому что это было всего лишь порядка 1200км по кругу). С тех пор не отпускает...
дорога домой всегда быстрее. Куда бы ни ездил - обратно быстрее. Очень долго и муторно одолевал грунтовки между Красноярском и Иркутском в 2008г., однако обратно (через 4 дня) - по грунтовкам раза в 2 быстрее, казалось что дорогу улучшили.
Дорога - мой дом...
(чуток есть здесь shettsel.lj.ru)

Респект автору, грамотно, познавательно.
Понравилось всё! Двойка по русскому?
Разве что, за поведение...
AIR-S 3л. 4WD.

Очень хороший отчёт.Очень понравился.)
Удачи!!!)))

Спасибо земляку за интересный рассказ, написано живо, ярко. Фотки, кстати, тоже ничего, на мой взгляд дилетанта. Правда, прочитав о тщательности приготовлений в дорогу, закралась мысль, не были ли две мои поездки 2009 -го https://travel.drom.ru/18843/ и 2014-го годов https://travel.drom.ru/30529/ преступно легкомысленной авантюрой? Особенно вторая, с двойным "балластом" :) Шутка, конечно. На самом деле - это вопрос характера и вообще жизненных приоритетов. Кстати, насчет "балласта" автора понимаю в полной мере. Детям вообще такие дороги нелегко даются, тяжело в юном возрасте сидеть по много часов на попе ровно. Балласт, разумеется, от этого менее драгоценным не становится. Еще верно подмечено: "Пройдено 4200 км, много это или мало? На все ответ дает теория относительности Энштейна" Не знаю, что у нас на ДВ не так с ощущением пространственно-временного континуума, но сейчас подумываю, пока на уровне ни к чему не обязывающих мечтаний, не сгонять ли следующим летом покупаться в Японском море, проехать хоть по знаменитому мосту на о.Русский. Так то чего не съездить, 5200 в один конец, машину правда жалко, но, с другой стороны и "Лену" вроде облагораживают, в принципе, почему бы и нет. При этом, если выехать из г.Москвы и ехать на восток 5200 км, то окажешься, хм.. в Иркутске %) А если из того же города поехать на запад, то 5200 км вообще не проедешь, потому что уже через 4200 км будет Лиссабон, всё - приехали, Евразия кончилась. Такая вот теория и практика дальневосточной относительности. :) Еще одну ремарку позволю себе по поводу заключительного абзаца автора. Некоторые тут попрекают, про "раскаяние", а зря. Такие дороги даются нам в жизни не для того, чтобы оценить меню придорожных кафешек и мягкость подушек в кемпингах, а именно для этого - переоценить свою жизнь, поглядеть на нее со стороны. Когда прокручиваешь в голове разные "чуть-чуть", которые очень могли случиться с тобой, ладно с тобой, с твоими близкими, которые доверили тебе свои жизни, на многие вещи смотришь по-другому. Как-то так. Хотя, насчет сугубых опасностей наших трасс не соглашусь. Следов смерти в виде улетевших в кюветы фур или комков железа, бывших до лобового столкновения красивыми машинами, по ту сторону Урала куда как больше. А чем дальше едешь на родной северо-восток, тем спокойнее. Хотя подвеску жалко. :)

спасибо за репортаж ,эздил знаю ,трудно но очень интересно.От Сыктывкара до Иркутска на Гольфе вдвоем с супругой,третий год воспоминаниями живем еще бы поехали..

Усть-Каменогорск
Завидую, но не по "чёрному" как говориться) Хорошо пишешь. Прочитал на одном дыхании.
Mazda Familia BJ5W-114599 1,5л 1998

За Саянами
Golovar_03:
Насос сломанный,дырявые шины кидают люди,которым делать нечего на дороге.Сооружение предназначено та же не для богов а духам данной местности.преподносят пищу чисто символически чуть чуть.

Магадан - Евпатория
прикольно. Одноклассника твоего Женю знаю, познакомились с ним с 2013-м году, когда с женой гостили в Биробиджане. Рад был увидеть его на фото. перезваниваемся с ним иногда!
Ниссан-Сафари-60 ТД-42 МКП был... А теперь Форд-Мондео 2,5 турбо.

андрей
хороший отзыв боги якутии с тобой ,,большое удивление от авто что проехало столько без гем ,,,я хвала корейским богам что вселили одушевленность в вашу комон рэйл роных ам там дорог

Paha 64:
Спасибо! Тоже заочно с Вами знаком, когда готовился сидел на ветке "дорога до Магадана". Женя про Вас рассказывал.

Салехард
Прочитал отчет с удовольствием. Бесспорно у автора есть талант рассказчика и чувство юмора. В отличии от некоторых отчетов очень легко воспринимается, прочитал отчет в один присест. Очень хорошо подмечено о водителях дальнобоях, суть их работы начинаешь понимать когда сам оказываешься на трассе за тысячу км от дома. Радует, что хоть и с большим скрипом эта бесспорно необходимая дорога на северо восток страны все же строится.

андрей:
Спасибо за отзыв! Комон рейла там нет, у меня бензин 2.3

leks111:
Дорога практически есть, единственный мост через Алдан, но там настолько сложно все, скрещиваются две реки Амга и Алдан и в месте перекрестия переправа. Подходы очень неудобные, поэтому навигация в моменты ледостава и ледохода отсутствует. Мост там даже не планируется по-моему, скорее в Якутск сделают через Лену.

Komcity
Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?
— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнес Иван.
— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.
— Обещаю и клянусь! — торжественно произнес Иван.
и передайте там, чтоб смотрели правду по телеку -
заполнить пустоту в голове и узнать своих врагов

Магадан - Евпатория
Snouman:
так а что мешает познакомиться очно? 8 924 850 3553 Павел. :)
Ниссан-Сафари-60 ТД-42 МКП был... А теперь Форд-Мондео 2,5 турбо.

Шикарный рассказ, отличные фото. Автору медаль за смелость, за труд и подготовку к нему. Как будто посмотрел очень интересный сюжет по ТВ про эти места. Хочется увидеть это самому, но мне и без того хватает таких же направлений: https://travel.drom.ru/36409/

Вартовск
Не стыкуется как то постоянное напоминание о сложной дороге со сломанными двумя насосами))). Вы их не проверяли чтоли? Наверное в такой путь надо брать не фильтра, а гранаты и шаровые? Трэвел на 5+, впечатляет!

Romeo.Drom:
Ножной насос был с предыдущей машины проверенный временем(слишком долго проверялся))), электро новый практически, оба насоса использовались редко, в основном для докачки не более. Скорее всего так сделаны. На счет Зипа- список фильтрами не был ограничен, было все и запасные камеры и кувалда с монтажками, холодная сталь, октан корректоры, запасные ремни, шаровые, и многое другое что не имеет тут смысла перечислять. Не было наверное только насоса водяного(слабое место). За оценку спасибо!

Вартовск
Теперь пазл сложился.

Человек Алексей
Отчет интересный, познавательный, местами аппокалиптичный. Но к чем эти стенания по брошенным поселкам, построенным на костях? Ну какой идиот поехал бы жить туда по своей воле? Да во время войны, когда стране нужны были драгоценные маталлы, для выживания этой страны в целом, с трудностями и жертвами не считались. Но сейчас то для чего..эти усилия? Вы сами отвтили на свои же вопросы:
Ну кто на постоянку сейчас туда поедет жить, на голые камни и зиму в 9 месяцев? Зачем? И в 90е..понятно, что когда нас, с нашего молчаливого согласия опрокинули, за жвачку и джинсы, это все..содержать не имело никакого смысла. Ибо эти территории не пригодны для проживания человека, я вообще не понимаю..какого черта, там строили поселки для постоянного проживания, какой идиот это придумал? Хватило бы вахтовых собираемых/разбираемых поселков, это просто дешевле и удобнее, чем держать в этих широтах сложную инфраструктуру. И соответственно итог этого печален, чему тут удивляться?
Я в Тюмени живу, тут зима полгода а остальное время непонятное межсезонья с пару недель лета...и то задолбало, а 9 месяцев зимы и три весна-лета....ну кому это нужно сейчас, если не работа за хорошие деньги?

Красноярск-Белгород
СУПЕР !!! вот просто нет слов! Огромное спасибо автору,что так сумел рассказать ,передать ощущения о своей поездке ! такое не может не зацепить ,заставляет задуматься ,а сможешь ли ты рискнуть своими близкими в какой-то ситуации,одно дело когда есть асфальт-трасса-города-люди...а совсем другое когда этого нет....камни ,пыль ,местами ужасы заброшенных городов....горечь от путешествия говорит есть......но без плохого---не узнаешь хорошего....а это наверняка заставляет взглянуть на многие повседневные вещи по другому.....сделать выводы ....и идти дальше ....с ещё одним не забываемым мгновеньем в жизни...Удачи автор тебе и семье !!!

Человек Алексей:
Карту географии за 6й класс открываем "Полезные ископаемые". В Швеции, Норвегии, Финляндии тоже люди живут, им вопрос "какого хрена?" жители Италии,например, не задают. Вот в Тюмени когда вахтовый метод полный сделают, тогда мы с вами будем на равных разговаривать. Удачи в путешествиях, храни вас бог!

Может я и не прав, но слишком мрачно все описано. Стараюсь читать все отзывы о путешествиях Якутии и Колыме. Это один из самых скучных, не в обиду автору сказано...
Человек Алексей
Snouman:
Ну вот откройте и посмотрите, и самое главное климат Колымы сравните и Швеции и с Норвегией, просто рядом не стоял, таких зим в -50 там никто не видел, ибо гольфстрим. Правда вот гольфстрим угасает, и посмотрим как долго норвежцы поживут на этих землях, ибо уже лето 2015 года бьет все рекорды по холодным месяцам и не урожаем. И как мы понимаем на Колыме вообще ни о каких урожаях говорить нельзя. Погоды, земли. условия не сравнимы с Колымой.
Как и Тюмень, которая как бэ между прочим еще кормит себя сельским хозяйством, и поминимуму 3,5 млн жителям области, скудную продуктовую корзину из местных продуктов обеспечить сможет, но только с углеводородами, без топлива..местное с/х не жизнеспособно при таком количестве населения, хотя в принципе как и во всем мире . А вот к городам Нижневартовску или Сургуту, не маленьким городам..такие же вопросы, нафига? Нафига их построили в тайге и болотах и дали людям там обживаться, любой сбой в существующей экономической пирамиде в мире...и эти города обречены. Нет нигде в мире, таких крупных городов на северных широтах как у нас. Даже Москва самый крупный северный мегаполис в мире. Так что не для жизни Колыма, добыча добычей...добывать , осваивать нужно, но вахтовым методом.
Вам также удачи в путешествиях и храни Вас и вашу семью всевышний.

Суровый и правдивый рассказ.Автор молодец.

зато правда.
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

Дмитровский район
Спасибо. Я даже не думал какая ж. в РФ есть. Мы за 3 года 300 дней провели во всяких заграницах, а тоже надо и нашу экзотику посмотреть, а то дети и не знают что это.Теперь по сути.Я вожу с собой всегда в поездки 2 плиты - электро и газовую. Нет по дороге кемпинга или они заняты (на юге Франции в июле это актуально) пользуешься газовой (баллон 50 р.хватает на 1 час) и не глотаешь слюну. А то однажды купили курицу жаренную за 17 евро, запомнил на всю жизнь (сырая-то она 3 евро кг, но не было плитки ,а в кафе только кофе и круассаны с утра, а дети есть хотят). С собой всегда тушенка, крупы, вода, масло в бутылке (мебель кемпинговая, велики и палатки наверное там на колымах не актуальны). Поездки по 50-70 дней все мелочи вылазят. В планах портативный душ, 100 литровый бак и генератор. В машине само собой 4 спальных места - автодом для бедных.Карликовый паркетник не лучший варинт для поездок, ни поспать, ни отдохнуть. А вообще делать и держать на крайнем севере миллионы человек тоже не дело. В канаде и сша такого нет, деньги считать умеют.

Дмитровский район
Вообще люди могли бы не ковырять землю , а изобретать что-нибудь ту же электронику, шить обувь,как в Италии, делать часы, а так все однобоко....

колыма- это супер! обязательно поеду туда с посещением заброшенных мест и рудников! спасибо за рассказ!
Мои отзывы: Kia Sportage 2012, Kia Sportage 2012

молодцы , очень интересно , обычно путешествия с западов к нам , а тут обратно.....

Суровые края,молодцы.

Очень все понравилось!
Наверно уедем ТУДА ЖИТЬ!!!

Вам также удачи в путешествиях и храни Вас и вашу семью всевышний.
Не надо вахтовиков! Это временщики... ничего от них ждать хорошего не приходиться...
Эта тенденция вахтовиков выгодна только нефтегазовым компаниям- не надо вкладывать в социальный сектор, и как правило "вахтовики бесправны"- легче их обманывать!!! а вот местные,могут пойти и в трудовую инспекцию, и в прокуратуру... и не честным работодателям придется тяжко!!!! поэтому надо строить города и нечего разводить временщину!!!

Ноябрьск
Хороший рассказ! Ездил по этим дорогам. Из Красноярска в Ленск. Правда зимой, так что особо красот не насмотрелся...

Вам также удачи в путешествиях и храни Вас и вашу семью всевышний.
свято место пусто не бывает, народная пословица.
Если на этой территории не будут жить россияне, то там будут жить китайцы. При чем речь не только про Колыму, а про весть ДВ.
Y60.TD42, МКПП...экспедиционный почти сток
Мой отзыв: Nissan Terrano 1993

Maxim
"Человек начинает болеть этим, к этому никогда нельзя привыкнуть, этим можно только неизлечимо заболеть. Со временем это не пройдет, оно будет сильнее ныть в груди и ломать, требовать удовлетворения, как абстинентный синдром" - в конце сомневаетесь поедете ли снова, а вы после поездки разве не заболели?!

Про Чурапчу откуда взяли, что это неофициальная столица Якутии?! Первый раз слышу :)) Может неофициальными столицами Якутии называют "поселки-родины" наших Президентов (Ил Дарханов?!) Типа раньше неофициальной столицей были Октемцы, теперь Чурапча... (население меньше 10т. человек).

У якутов не Боги, а духи. Если поедете опять, оставьте лучше ленточку или копеечку, не промахнетесь :)

Сижу, читаю отзывы о Магадане, к вам собрался, в гости, из Якутска. Ни разу не был, а побывать обязательно надо. Сейчас реки встанут и поеду или летом поеду, пока не решил ;)

За отзыв, конечно, пять!

Maxim:
За отзыв, конечно, пять!
Поездка имела цель не изучение коренных этносов и вероисповедания. После поездки заболел, и вся семья тоже. Приезжайте конечно в гости, но летом тут больше развлечений чем зимой- рыбалка, охота, сбор ягод и грибов. Для отчаянных песчаные пляжи Нюкленской косы. Спасибо за отзыв.

Snouman:
Ясно, буду думать о поездке летом :)
Странно у меня на дроме 3 ника, каждый раз под разными никами появляюсь.

Круто. Конечно тяжело, маршрут серьезный, но...... очень хочется его пройти.

Голицыно MSK
SY Kyron ,бензин на нем клеймо стоит мерса, ручная КП
какой пробег у Кайрона после поездки???
Тише едешь - дальше будешь....от того места, куда едешь.
Мой отзыв: УАЗ Патриот 2009

igorjacha1973:
какой пробег у Кайрона после поездки???

Антон
За отчет и фото пятерка!!! Второй год собираемся к друзьям (к стати Вы знакомы) и то одно, то другое, но верю сгоняем полюбому!

Хороший цельный отчет, прочитала с удовольствием, как книгу.

Igor96
Шикарный отзыв. Имею в своем активе автопробеги Владивосток-Якутск и Якутск-Москва. Все так и есть. Как будто еще раз в пробеге побывал. И все таки как это классно! Мечтаю еще раз проехать этими трассами...

Антон:
Это я писал, а в этом году все же сьездили в Магадан!!!!! Потрясающе!!!! В общем(по нашим ощущениям) все именно так!!! Это было супер!

Читал на одном дыхании,,,супер,,, жил на дальнем востоке 6 лет ,, очень полюбил этот край,,эту природу и дальневосточных людей,,! Автор ,,Вы молодец,,все грамотно описано и фото отличные

Lex470:
Поздравляю Вас с поездкой и удачным её завершением! Будем ждать ваши впечатления о поездке на Дроме. Очень заинтриговали общими знакомыми , хотелось бы узнать о ком вы упоминали. Спасибо еще раз за оценку.

Спасибо за Ваш отзыв! Людям которые тут жили или были по обстоятельствам проще понять и оценить серьезность поездки в эти края.

Это замечательное путешествие и прекрасный рассказ. Это философия нашей настоящей русской жизни. И никакому иностранцу этого не дано понять. Поздравляю вас с этим путешествием и вдохновляю на новые подвиги и рассказы. У Вас есть художественный талант писателя. Будем ждать новых впечатлений и повествований. С уважением Лопушанский В. А.

Интересно! Хотелось бы самому взглянуть на эти виды!

Спасибо, очень понравилось! И с юмором у автора все в порядке! Респект!

Возжаевка
Понравилось) Вот уж второй год собираюсь в ваши края. Все работа не отпускает(геолог).
Но когда поеду, думаю одной машиной не пойду.
Две, три.... оно как то веселее.

Белый
Циолковский (Углегорск)
Спасибо за отчет!!! Читал как книгу на одном дыхании.

Сильно!

Впечатляющий рассказ! Как-то так с чувством, сурово, по-настоящему, по-русски! Спасибо!

Большое спасибо.

СПАСИБО, ОГРОМНОЕ СПАСИБО . ОХ КАК ДУШУ ПОРАДОВАЛ!!!!

Прочёл на одном дыхании! Удивлён... Восхищён... Слов нет - ОТЛИЧНО ПОДАНО! Сам за рулём с 1968 года, много путешествуем с женой. Много повидали, но... Автору завидую белой завистью! Браво!!!

Iceman
Владимир Комиссаров
Спасибо за высокую оценку, моих скромных талантов)

Благодарю за подробный и интересный рассказ! С женой собираемся летом из Владивостока до Магадана на Nissan X trail. Естественно, через Якутск. Сейчас смотрю всю информацию по теме. Много читали Варлама Шаламова, другие воспоминания...да и вообще, эта тема чрезвычайно интересная. К слову скажу, мой отец был в плену в Маутхаузене в 44-м. После освобождения американцами концлагеря, ему дали 10 лет, за то, что был в плену. Но сидел он не на Колыме, а под Сыктывкаром. Очень мало рассказывал о тех временах. Тема ГУЛАГА меня сильно заинтересовала.

Iceman
Виктор Хмелик
Буду рад помочь

А я согласен с комментом, 15-18 часов за рулем мне не в новинку, люблю путешествовать на машине и каждый раз я в восторге не взирая на трудности! Начинаю планировать следующую поездку сразу после возвращения! Проехал в 2019 от тундры до Крыма.

Вадим М
Алексей:Филлип, я с напарником этого поляка подхватил на соединении Тенькинской и Основной за сусуманом мы как раз по кругу ехали от Усть-Омчуга в Ягодное. Он сани сломал где-то за Аткой, далее на перекладных...
Я сам родом с Тенькинского района,в2013 году был в отпуске, у меня сестра Алла живёт в п.Нелькоба это 58 км от районного центра Усть - Омчуг,посёлка как такого нет ,но сестра с мужем живут.В октябре забрели эти испанцы к нам на двух велосипедах с прицепами, на багажнике велосипеда прикручена половина пластмассовой бочки,где находилась лайка со щенками.Парня звать Пабло а девушку Ольга,я спросил почему Ольга,она ответила,что бабушку звали Ольга,она русская.Они профессиональные альпинисты,мойщики окон высотных зданий,едут на Магадан,а затем планируют в Америку.Они переночевали и поехали дальше.

Хороший эмоциональный отчёт! То что нужно! Год собираемся на Магадан! Идёт подготовка. Стартуем 18 июня .как на фото пойдем! Комплект грязевки в багажнике. В Бестях переобуюсь. Сходим на Ленские и в Якутск на Ыссыах. Потом на Магадан. Трассу по отчётам хоть и улучшили но это все равно ещё то испытание!Удачи Вам. Владивосток Константин и Надежда

20007343
KUTUZOV.
Скорость по скальнику до 80. Удачи в поездке.

алекс
не совсем согласен про чурапчу в якутии и дальше. норм там отношение ко всем. трасса колыма. народу много там лазит. очень много вахтовиков. дикарства давно нет. этого встречалось лет 20 назад. да тогда везде пасли. в хабаре той же за мостом (если с владика).все знают, как было.а про крузаки наверно да)). я тоже там на 200-ке летаю быстро. к теще гоняю)).