|
Нечто вроде путевой заметки, личных ощущений и мнений. Изложено нейтрально, без особых всплесков эмоций.
Перед началом
Планы этого летнего путешествия — какой-либо населенный пункт Крыма, оз. Кояшское, грязевой вулкан Тиздар. Остальное — по пути определимся, возможно — оз. Тобечикское, оз. Чокракское, Атамань и Должанская, но это второстепенно.
В дорогу беру, точней использую, только Навител, всегда в телефоне. Где гаишники стоят, не особо важно и интересно. Коллеги-драйверы иногда моргают — хорошо, иногда нет — плохо.
Первый экипаж Авенсис-2007, автомат-пилот и штурман (39 и 13 лет); второй экипаж Приора-2010, механика, пара (25 и жена), пилоты оба.
Отчет первый, поэтому наверняка будет и лишняя и иногда нехватка нужной информации. По отзывам определюсь, что писать в следующих отчетах. Фото снималось на телефон, иногда через стекло авто, иногда через треснутое стекло авто.
Воронеж—Ольгинка
Изначально планировалась поездка в новые земли нашей необъятной родины — в Крым. Но за час до выезда обстоятельства изменились, и мы выехали куда-то на наше Черное море. В планах приоритет — Небуг, Новомихайловский или Ольгинка. Поначалу начну описывать дорогу несколько детально, в конце, скорее, описание будет в общих чертах.
19.08.2015 г. 21:00. Выехали из Воронежа. 170-190 км от Воронежа ремонт дороги, техника где-то работает, где-то уже стоит на обочине, едем 40-70 км/ч.
2:00. Примерно 300 км от Воронежа второй экипаж, немного утомившись ехать за нами, обгоняет и буквально через 5 минут, в средней полосе трехполосной дороги, ловит покрышку, лежащую посереди дороги. Все обошлось, немного оторвали бампер, едем дальше.
5:30. 5 км от Аксая пробка. Похоже, приехали, так как бывалые обещали пробку от Аксая до Самарского (примерно 45 км). Однако нет, затор был только до моста в Аксае. Форсим дальше.
6:30. Без пробок, дороги делают, но машин мало. Идем относительно неплохо, 40-90 км/ч.
9:30. До Краснодара примерно 120 км, дорога — круть. С разделительной полосой по 2 потока в одну сторону. Всю дорогу пасмурно, на улице +18. Примерно за 55 км до Краснодара кладут дорогу, и вообще частый ремонт полотна, но техники нет. Очень много гаишников с камерами на трехножках. На протяжении 150 км насчитал 6 штук, направленных в сторону тех, кто едет с моря, и 2 на тех, кто едет из Краснодара.
11:00. К Горячему Ключу распогодилось, безоблачно, на улице +32. Машин немного в обе стороны.
12:00. В Джубге вечная пробка. Приняли решение остановиться в Ольгинке.
Немного фото по дороге:
Футуристического дизайна молл в Краснодаре.
Стабильная пробка в Джубге, из года в год.
Игого: Воронеж—Ольгинка=930 км, 15 часов, не торопясь.
Ольгинка
Фото с этой поездки нет. Я был тут в 2013 году, понравилось. Одно из самых тихих мест черноморского побережья. Вечером идешь мимо кафешек и слышишь музыку именно того кафе, который проходишь — не как в Геленджике, сидишь в кафе и слышишь музыку не только своего, но и трех рядом стоящих, а услышать собеседницу получается редко-редко. Народу не так много, как в Геленджикском районе. Не надо переходить через трассу, как в Лермонтово — очень запомнился запах выхлопа от фур. Море было чистенькое. Эти моменты очень подкупают приехать сюда еще раз.
Не всем из нашей банды понравилась Ольгинка. Решили переночевать и, таки, поехать в Крым. Стоимость недорогого однокомнатного номера люкс в Ольгинке, на 2-3 человек — 1500-1800 за сутки, в 2013 платил за этот же номер 1200, минут 15 до моря. Сняли однокомнатный 4- местный за 3500. Трудно найти комнату на сутки, но можно.
Ольгинка—Феодосия
20.08, 8:00. Выехали из Ольгинки. Перед Новомихайловским затор. Перед Джубгой затор (кто-то сбил дядьку на дороге, не на пешеходном). Разъезд Сочи—Геленджик—Горячий Ключ стремный. Когда же сделают путевый? Если не ошибаюсь, уже года три как строится виадук, или побОле...?
Извечная пробка в Джубге в любое время дня.
Перед Архипкой чинят дорогу, но пробок нет. Что примечательно, в сторону Сочи очень частые заторы, а в сторону Геленджика и дорога уже (в основном по полосе в одну сторону), но пробок нет. За годы путешествий по пальцам можно посчитать сколько раз стояли в пробке по дороге от Геленджикского района — один раз перед Джубгой, перед развилкой Сочи—Горячий ключ, а больше и не вспоминается. Но вот в сторону Сочи... постоянные заторы из года в год, зачастую они случаются из-за ремонтов мостов и дорог или из-за того, что в каком-нибудь поселке типа Лазаревского стоит полицейский и регулирует движение на пешеходном переходе, а в поселках, где движение не регулируется, заторов нет. Дорога в сторону Сочи и так не сахар, а тут еще регуляторы... Это, так, к слову. Вероятно, кто-то скажет — автомобилист, регулировать движение надо, чтобы пешеходы свободно переходили дорогу. Оставим эту тему на позднее обсуждение. Кстати, об этом писано много, но для начинающих трэвелеров изложу:- дорога Джубга—Сочи=180км=6 часов, дорога Джубга—Новороссийск=150км=3часа, плюс/минус. Почему? В сторону Сочи дорога — в основном серпантин, плюс пробки. В сторону Новороссийска дорога до Геленджика практически прямая, потом немного серпантин, плюс значительно меньше пробок.
Затор в Новороссийске, едем через город, другой дороги нет.
14:30. Перед тем как попасть в порт, будет большой указатель «Билеты на паром можно купить только тут, и нигде больше!» Надо заехать и купить. Была очередь из 10 машин, через 10 минут мы ехали в сторону порта, в ожидании пробки на паром.
15:00. Стоим перед поворотом на переправу, ждем, пока проедет паровоз.
Почему так долго ехали до парома — не торопились, заезжали в одно красивое местечко, по дороге в Бетту есть своротка на речку. В этом году она немного подсохла (из года в год она разная, то подсохшая, то полноводная), но, тем не менее, красиво, спокойно, приятно. Разложили скатерть-самобранку, съели все, что в ней появилось, и не спеша поехали дальше. Да и куда было торопиться, зная, что на переправе еще постоим неизвестно сколько.
15:35. Погрузились в паром. Удивительно, но мы так и не поняли, где очередь? В этот раз нам повезло, с нами была удача. Как и что проходится на переправе описывать не буду, там нет ничего сложного, если у вас нет оружия, наркотиков, и ребенка вы не украли. (Это не шутка. На обратном пути, на стороне Крыма, девушка, что досматривает авто спрашивает у сына: «Это твой папа, он тебя не украл?». Сначала был ступор, потом она объяснила, что недавно один папка решил дочку стырить от мамки и вывозил ее на пароме, а она возьми да разревись на досмотре: «Папка меня силой вывозит, ой мама рОдная, да забери меня домой...»). Просто движетесь в очереди и постепенно приближаетесь к заветному парому, и к неслыханному счастью под названием Крым. В обратную сторону все точно так же, в очереди и гуськом-гуськом.
Несколько фото по переправе:
Вдруг будешь один на переправе — не заблудишься — есть указатели.
В пароме, наверное, машин 100 вмещается.
Видно Крым, наверное, километров 10 до него.
Перевозят даже поезда — насчитали 25 вагонов.
Накопитель в порту Крым — в этот раз им повезло меньше, чем нам.
Игого: Ольгинка—порт Кавказ=280км, 7 часов. Форсили в расслабленном состоянии с созерцанием окружающих красот, с остановками. За 4 часа реально доехать без остановок.
16:10. Отплыли от п. Кавказ. 16:50. Припарковались к п. Керчь.
Керчь пролетели незаметно, дороги в городе так себе, на троечку с плюсом. До Феодосии дороги так себе, ехать можно, где-то 60, где-то 140 км/ч.
Природа как в восточном Ставрополье, степь.
Природа, как в восточном Ставрополье, степь.
Природа, как в восточном Ставрополье, степь.
Знаки пересечения дорог у них прикольные — как ракеты.
В районе села Ленинское затор, ремонт дороги. Стояли минут 30. Народ в основном соблюдает культуру, по обочинам не щемится, как на трассе Дон, хотя, как говорится, и тут в семье не без урода.
Не видать конца и края пробки.
19:15. В Феодосии. 21:30. Не торопясь устроились.
Очередная попытка сделать красивое фото заката, не получилась.
Игого: Керчь-Феодосия около 100 км. 2-3 заправки. 1 засада гаишников.
Феодосия
Сотовая связь 250-32 (WIN), что за связь не вдавался, звонит и хорошо, но нет передачи данных в этом WIN. Мегафон вечно пропадает, передачи данных тоже нет. Продаются симки МТС. Сидели исключительно на вай-фаях, и в доме, где жили, и в кафешках.
Жилье 1000-1100 люкс плюс вай-фай, до моря 15 ходьбы. Однако кондиционер почти не включали. Похоже, комната так расположена, что было не жарко.
Хозяйка вещала, что до нас у нее жила девушка из Калифорнии, и ей даже что-то там понравилось. Жалко девушку из Калифорнии. Роутер иногда зависает, узнайте заранее, где он висит, чтобы перезагружать его самостоятельно (думаю, это касается не только нашего места проживания).
Туристов в Феодосии намного меньше, чем в Геленджикском и Туапсинском районах:
Пляжики, от волнореза до волнореза.
Море показалось чистым, но не спокойным, волны были всегда:
Море не грязное, всегда с волнениями.
Попытка вечерних фото:
Улица за железной дорогой от набережной.
Очень много продается картин-пейзажей, очень много художников рисуют дома по вашему фото.
Много продавцов барыжат советскими значками и монетами. (Глядя на них, имеешь ощущение того, что попал в начало 90-х. Люди появились из прошлого и думают, сейчас можно продать то, что у них осталось с того времени). Даже просто в виде куска темного цвета — это моне-ета! Которая продается. Продают ходовые юбилейные 10-ти рублевые монеты и предыдущие 10-рублевки, большие такие, серебристые с желтым кругляшком, кто-то просит 70, а кто-то и 200 руб. за такую же десятку. Неужели кто-то покупает? Мы не видели. Но потешка интересная, ностальгическая.
Можно взвеситься, правда, не замечали чтобы кто-то подходил, наверное, люди знают свой вес.
Для малЫх развлекушки — микроквадрики, виртуальная реальность, несколько точек с аэрохоккеем. Настольный теннис, бильярд. Теннис — 200, бильярд — 300 руб. за час. И то и то по 2 стола, людей не много, всегда можно поиграть.
Между частным сектором и пляжем железная дорога. Переход всего в трех местах. Но это не напрягает нисколько. Заторов в этих переходах нет.
Поезда редко, но едут по этой дороге.
По кафешкам. Удивительно, вечером есть абсолютно пустые кафе... Разнообразие кафешек в принципе есть. Опишу некоторые и покажу цены.
Кафе «У Паши». 140-160 руб. комплексный обед для экономных. В гречневой кашке иногда попадаются целлофанчики от зубочисток.
Цены на еду в некоторых кафе, есть на берегу и столовая, но в нее не заходили:
Хотелось бы порекомендовать кафе «Эфсане». К выбору кафе подошли консервативно. Попробовали — понравилось — остановились и не стали искать лучшего. Испачкалась скатерть — аккуратно свернули и тут же принесли новую. Музыка тихая. Кальян. Но когда приходят студенты, начинается балаган. Народу много всегда, но место для вас найдется, поверьте! При всем этом это кафе я рекомендую. Очень приветливый персонал. Вы сможете подарить своей спутнице розочку, раз в полчаса появляется красотка с лукошком белых и красных роз. Но я не заметил, чтобы кто-то покупал цветы — мы так неромантичны... Если вам забыли отдать сдачу 30 рублей и потом вы ее попросите принципиально (потому что обслуживание включено в счет), вам ее непременно отдадут. Если вы дадите 50 рублей мелочью, то потом девчушка-официант будет сдавать мелочью вам сдачу всегда. Это так, нюансы для разнообразия, не может же быть все гладко. Есть вай-фай. В соседних кафе народу намного меньше. Сходите, попробуйте, не понравится — можно поесть в «У Паши» — за стописят рублей принесут три миски. Цены, где ели мы:
В Феодосии, явным образом, нельзя снять с пластиковой карты деньги, ни с какой системы (Visa, Master, Maestro). На всех банкоматах надпись — работает только Про 100, Visa и все остальное нет. Но ходят слухи, что каким-то хитрым образом через какой-то банк можно произвести процедуру снятия нала. Однако, на обратном пути, на заправке TES оплатил картой Maestro Сбербанка.
Феодосия сквозь призму фото:
Один вечер был дождь — как из ведра.
26.08 Рано утром выехал экипаж на Приоре. Им надо было выехать раньше. По электронным билетам стояли не долго.
14:00 Наш Авенсис форсил из Феодосии в сторону деревни Марьевка. По дороге, там же (в Ленинском) простояли полчаса в пробке.
оз. Кояшское
С основной дороги Феодосия—Керчь сворачиваем в сторону Марьевки. Дорога не ахти, с выбоинами. По дороге чуть не сбили ястреба (какого-то хищника), чуть не задавили змею (длинненькая такая, наверно, метр двадцать).
В принципе второстепенные дороги не особо отличаются от основных.
Где-то в середине Марьевки, сворачиваем на грунтовую дорогу и вдоль полей мчим к заветному озеру. После дождя не проедешь (на простой машине типа моноприводных или паркетников, на джипе проедешь). Земля, много подъемов, попадаются ямки — не видя их под водой, можно хорошо и надолго застрять.
По дороге к Кояшскому попадаются озера.
Дорога к Опукскому заповеднику.
Нам повезло, с нами была удача, мы попали в это красивое, эстетичное место. За объезд озера по одному берегу попалось 4 машины в движении, на 3 авто люди были с палатками, и на газельке просто загорали.
В Опуке, между морем и озером застряли в грязище. Ничего это не предвещало, погода солнечная, видно дождь был, но земля очень сухая. А тут было видно, что покров блестит, но не хотелось верить, что может быть вода, но увы. Легкий летний протектор забился моментально, и буксовал как на камерах. Хорошо были рядом отдыхающие на газельке, оперативно парень помог. Поболтали. Парень-геолог сказал, что дальше ехать не стоит, там вояки проводят стрельбища, стреляют прямо по горам, да и я не проеду на своем авто. В общем Опук закончился красиво, спокойно, приятно, ощущается мощь и степенность открытого моря.
Загорать тут можно по-разному, берег большой.
Набрали ракушек домой, важно выбирать пустые.
Из Марьевки едем, как ведет навигатор, в сторону оз. Тобечикского.
Игого: Феодосия—Марьевка—Кояшское 110 км, 2 часа включая пробку.
Озеро Тобечикское
По дороге к Керчи, едем в сторону оз. Тобечикское. Гнать сильно не обязательно, потому что местами дорога не очень.
Космические знаки продолжаются.
Дорога может неожиданно перестать начинаться.
Но, тем не менее, проезжаем мимо озера, оно большое.
Остановились, походили по высохшей соленой земле озера. Приятно, ходишь как по твердой сухой губке, проминается, еле-еле. Походили, пофоткались, и к заветному парому.
На подъезде к Керчи стал замечать, что ступни ног как будто начали мокреть, глянул и правда — сланцы мокрые. У сына такая же ерунда. Удивительно, видимо от соли появилась влага? Пришлось остановиться в Керчи, купить воду.
В общем-то, с уверенностью на сто процентов можно сказать, это как раз тот случай, когда дурная голова ногам покоя не дает.
На обратном пути заметили, что оказывается, в какой-то части Керчи есть нормальные дороги.
Паром Крым—Кавказ
За 100 метров до поворота к накопителям, Воронеж (36) не сильно догнал Адыгею (01), печальней истории не придумаешь. Видимо, на месте договориться не получилось, стояли, ждали полицию. А ведь потом еще 4-5 часов в очереди.
20:00 На переправе, в накопителе. В кассах народу тьма. Однако, справа есть кассы, которые работают только по безналу. Правда, не со всеми картами. Maestro Сбербанка работает, MasterCard, по-моему, нет. В кассах по 3-4 человека народу. Купил билеты за 10 минут. Далее в машине сидим на опе ровно, жуем купленную в Феодосии в кафешке пиццу, смотрим «Три Богатыря» и не жужжим. С электронными билетами очередь двигается заметно поживей.
Мы стояли примерно 15 рядком. Тронулись в путь в 23:30. Проехали досмотр, опять стоим в очереди в другом накопителе, ждем паром. 00:30 грузимся в паром (получается простояли 4,5 часа на переправе), 12:50 отплыли, 1:10 приплыли.
Движуха в море нескончаемая, потемки, три больших водоплавающих штуки проплыли мимо, один прямо перед нами проплыл. Плывем прям на другой корабль, малой говорит: «У них все рассчитано». Как-то расплылись, видимо, правда, рассчитано. Плывем дальше, но не бесстрашно.
Игого: От Феодосии до парома 165 км (с заездом на оз. Кояшское).
1:30 от порта Кавказ мчим в Тамань, в надежде где-то поспать и утром посетить Атамань. Прилетели в Тамань, по дороге попалась одна гостиница, и в самой Тамани была большая. Но подумав о том, что утром, поблудив по Атамани, потом заехав в грязевой вулкан Тиздар (поселок За Родину), выйдем домой только к вечеру, принял решение ехать к Тиздару и спать там, а Атамань подождет другого нашего приезда.
Тиздар
3:30 на стоянке Тиздара. На стоянке была одна машина — спали. Встали рядом.
В 8 картина. Приехал японский автомобилько-Corolco, по моему 12 региона. Две девушки, малой и парень, всем видом показывающий, что щас весь вулкан купим, выпьем и съедим, что останется, заберем домой. Столько пОнта, что мама дорогая. Время ближе к пол 9, парень что-то спросил у охранника, резко сели в авто и свинтили. Через 2 минуты возвратились, охранник что-то подтвердил, они уехали и более не возвращались. Раздражают такие короли жизни на нашем побережье — все могу, все куплю, шоркаю сланцами, а по сути вон че, Михалыч. Ладно, это сугубо личное мнение. Потом я понял, в чем была причина свертывания понтов — вход на территорию грязевого счастья составлял в рублевом эквиваленте 500 рублей с носа. Я сначала тоже слегка удивился, но куда деваться, поплавать в грязи — это одна из целей нашего трэвела. В общем-то, очень не пожалели. В стоимость входит ряд услуг.
Пока ждали открытия, в 9 пускают в грязь, посетили зоопарк с разными зверями — волки, страусы, птицы, хорьки и так далее. В 9 народ начал сгребаться к грязи, в 11 народу было как самой грязи. А пока несколько фото из зоопарка:
Что такое этот вулкан Тиздар?
С виду темная субстанция, посередине булькает периодически. По ощущениям — как сильно жидкий цемент со свинцом, густая такая жижа. Погрузиться по шею без усилий не получится, все люди стоят как поплавки по плечи. Если опа перевесит и ноги всплывут, то чтоб их погрузить вниз, надо напрячься. Плыть — перемещаться в густой жиже — можно, но плюхать нежелательно — можно попасть соседу в глаз. Кто-то просто стоит, кто-то не просто, но все стоят как поплавки по плечо. А кто-то напрягает маленького ребенка поплавать, а дитё так-то в море плавает нехотя, а тут его в какую-то жижу... Интересно наблюдать картинку за молодыми родителями. Температура сначала кажется прохладная, но смешанные чувства, которые одолевают при погружении в эту жижу, затмевают остальные и в итоге ощущаешь, что она тепленькая. Кто-то из посетителей изрек, что измеренная глубина вулкана составляет 2 км, не знаю, правда или нет, в Википедии информации нет, и картинка там старая.
С 9 утра люди начинают заполнять жижу.
В 11 людей становится поболее.
Обмываются все в Азовском море.
Около вулкана несколько кранов, чтобы вымыть руки и пофоткаться. Много душевых, но все идут в Азовское и обмываются там. Потом обмываемся от соли в душевой. Потом покупаем сувенирчики и куски мыла из этой лечебной грязи в подарки, и в путь. Грязь набирать и вывозить нельзя.
Игого: от порта проехали 120 км с заездом в Тамань. Эта информация вероятно лишняя, она скорее говорит о том, что сто километров для нас не крюк.
Тиздар — Воронеж
27.08. 11:00 Выезжаем из Тиздара на Азов. Решил так, потому что помним, что на М4 должны быть ремонты дорог.
Комплекс с нетривиальным архитектурным решением.
Дорога. Обычная, не плохая. Иногда наваливаешь 120-149, если дорога и обстановка позволяет, чтоб права не отобрали; иногда крадешься 40, но такое редко. Иногда попадаются полицейские. Описывать это не буду, из года в год езжу, ничего не меняется. Не нарушаем, или нарушаем, в зависимости от того, как нарушаем — так и попадаем. Каждый решает сам. Кстати, один остановил из-за того, что все машины как машины — чистые — мы как на танке, правая сторона, капот и крыша как в цементе — на Кояшском когда буксовал, нагрёб грязищи. Поинтересовался, где мы грязь нашли. На одной заправке кто-то даже предлагал мойку задешево, вымоем дома.
После развилки Славянск-на-Кубани — Краснодар пробка. Насколько я помню, она тут многие годы, когда-то больше, когда-то меньше, но она есть. Пробка до переезда. Стояли с 13:50 до14:50. Частники просили 500 рублей, чтобы вывезти из города за 15 минут, говоря, что пробка часа на три. Пацаны на байсиклах, вывозили за 150 рублей. Желающих было 1 человек уехал с таксёром, второй с пацаном. В итоге через 2 часа по дороге обогнал обоих. Каждый торопится по-своему.
В Ростове поплутали час с 18:00 до 19:00, черт занес в этот славный город в час-пик. Зато заехали в Макдак, глаза расслабились от дороги, да и Ростов посмотрели с близкого расстояния.
270 км от Ростова, перед Богучаром пробка, затор, медленно движемся по одной полосе в каждую сторону, ремонт дороги. Перед Павловском тоже двухполоска, но без пробки.
Игого: 3:30 дома. 950 км от Тиздара до Воронежа. В пути 16 часов.
Подсчеты
Куролесили: 19.08 - 28.08
Воронеж—Ольгинка—Феодосия = 1310 км.
Феодосия—Кояшское—Тамань—Тиздар—Воронеж = 1235
Потрачено бензина? Не замерял.
Мнения
В этом году попристальней присмотрелся к заправкам Лукойл. А они оказывается — .о.но. То магазин не работает — они переставили товар и его нужно сфотографировать и отправить в головной офис на согласование расстановки печенюшек. Это, конечно, важная составляющая маркетинговой политики компании, но она добавила свою какашку в общее мнение о заправках Лукойл. То очередь в кассе, потому что второй кассир где-то занят более важным делом, то туалет на улице, а там вонь несусветная аж глаза режет... В общем Лукойл — это не работающие туалеты, закрытые магазины, очередь в кассе, вонь. Останавливаюсь на первой заправке Газпром — все есть, все работает! Делаем выводы, едем дальше.
Насчет заправок. Пол бака — заправляюсь, проблем никаких нет. Заправки — Газпром, Роснефть, Лукойл.
Трасса от Ростова в Воронеж, километров 100, поток машин очень плотный и динамичный. В этом году обратил внимание на фуры. К фурам особое уважение и внимание, они хорошо помогают на дорогах. Тут ситуация — водитель фуры включает левый поворот и начинает обгонять, дерзко и резко, хотя я еду по полосе сзади слева чуть поодаль от него. Как г объелись, раньше я такого не замечал. В этот раз, ну, штук пять таких клиентов было. Что происходит? И именно на этом участке, нигде больше такого не было. То ли там участок такой волшебный, движение на нем всегда напряженное.
Ехали в Крым с мыслью, что там все дешево, супер-красиво и чистейшее море. На самом деле все несколько не так. Судя по Феодосии — по ценам — вы сами можете сказать насколько дешево, посмотрев фото. Супер-красиво? Да, там? где нет или очень мало людей — красиво. Чистое море? Если сильно не приукрашивать, то море в Феодосии такое же, как в Ольгинке, такое же, как в Дивноморском. Вообще, насчет чистоты моря, скажу так — первый раз были в Геленджике — в начале июня — море чистое, супер! На следующий год опять поехали в Геленджик, но в августе — море не чистое, частые волнения, выбрасывало тину. Поэтому нельзя сказать, что наше море грязное, просто в то время, когда вы были — вам немного не повезло. Мне кажется, сейчас в Крыму, пока он еще не стал центром туризма — немного лучше, чем в России, но это вопрос времени. Будет мост между портами — все встанет на свое место. Кстати, где-то была рекламка — аквапарк в Судаке 850 детский, 999 взрослый, при этом вас привезут до места. 750 — своим ходом. Немного дешевле, чем в Голубой Бухте и в Джубге.
Вконтакте есть группа по работе переправы Порт—Кавказ—Порт—Крым 2015. Там периодически выкладывают, сколько паромов курсирует и их названия. На самом деле, это абсолютно параллельно, сколько их там и как они называются. Важно — когда ты погрузишься, и когда тебя доставят на другой берег. А вообще, полезно перед поездкой в Крым почитать, что пишут в группе. Как минимум будешь знать, хотя бы ориентировочно, время ожидания в портах. Остальные интересности тоже могут привлечь внимание.
Стараюсь форсить ночью. И полицейских поменьше и дорога свободней, хотя последние несколько лет она не свободней, фуры становятся, а остальные едут. Как-то читал тут на форуме тему — борьба со сном. И речь была приблизительно о том, что если залипаешь на 0,01 секунды, то ехать еще можно, а если залипаешь на 0,1 секунды, то нужно установиться и сделать бодрящие упражнения. Больше всего переживал, чтобы не попался такой дибилоид, который считает эти свои залипания. Ночью ездить опасно. При езде ночью важно держать дистанцию и ехать с такой скоростью, чтобы ты видел хорошо дорогу, и мог экстренно остановиться или объехать препятствие. Народ ночью наваливает неплохо…
Все-таки, что понравилось? Озеро Кояшское — красиво, эстетично, людей практически нет. Грязевой вулкан Тиздар — новые ощущения, давно хотели посмотреть на Азовское море.
Хочу ли я в Крым еще раз? Не хочу, переправа отбивает желание, как в свое время контрольный пункт в Абхазии (когда стояли по 8-10 часов, чтобы переехать границу). Мост Россия—Крым моментально поднимет цены и количество туристов. И станет Кояшское озеро таким же, как озеро Рица в Абхазии. Местом паломничества всех и вся.
Удачи в Ваших путешествиях и на дорогах!