|
Доброго времени суток, уважаемые форумчане. Пришло время написать отчет и о нашей поездке. Как писатель не профессионал прошу прощения за допущенные ошибки во время моего повествования.
Планировал и разрабатывал маршрут с прошлого лета. Путь пролегал по следующим н.п. Омск — г. Новосибирск — г. Бийск — Белокуриха —п. Солонешенное — п. Усть-Кан — п. Нижний Уймон — п. Усть-Кокса — п. Катанда — Перевал Катандинское седло (с видом на г. Белуха) — п. Тюнгур — Аккемский прорыв (место впадения р. Акем в Катунь) — п. Маральник (база для старта на Мультинские озера) — Усть-Кан — п. Белый Бом (с подъемом на перевал Ачик) — п. Акташ (с подъемом на ретранслятор с видом на 100 км вокруг) — Долина Челушмана с посещением водопада Учар и Южного берега Телецкого озера — назад по Чуйскому тракту до Нижней Талды и через Ороктойский перевал до Чамала. Уж очень хотелось объять необъятное.
В результате на мои хотелки откликнулись три экипажа.
Активный маршрут начинался в Бийске. Сразу за мостом через р. Бия повернули на Белокуриху. Трафик моментально сократился в разы. Не спеша добрались до п. Солонешенное (место предполагаемой встречи с экипажем Чугайстера). Но погода внесла свои коррективы. Град три сантиметра в диаметре прогнал нас до турбазы за селом. Устроились в единственно свободный на тот момент домик под номером 13.
Внутри чисто, две большие кровати, огромный обеденный стол. Едва успели приготовить ужин, как на запах походной кухни прибыл экипаж Форда. Выпили немного крепкого чайку и отбой. Утром тронули на Усть-Кан. По дороге посетили Денисову пещеру. Не впечатлило.
В поселке увидели счастливых молодоженов в красивых национальных костюмах.
Прибыв в Усть-Кан разведка Чугайстера донесла, что в шаговой доступности находится отличное кафе. Не теряя ни минуты, проверили сведения разведки. Результатом все экспедиционеры оказались очень довольны. Пожалуй, лучшего придорожного кафе ни разу не встречал. Все блюда стоимостью 100 рублей. Хотелось сожрать вместе с тарелками. Очень рекомендую к посещению всем проезжающим. Пополнив запасы топлива, отправляемся дальше до поселка Нижний Уймон, где находятся музеи Рериха и Старообрядцев.
Сходили в последний на экскурсию.
Пообщались с местными авторитетами, от которых узнали о пути нашего дальнейшего следования.
До поселка Мульта очень пыльный грейдер. Приходилось держать приличную дистанцию между авто, т.к. кроме пыли были и приличного размера ямки. В Мульте повернули в сторону Тюнгура. Проехали через Катунь по новому мосту, с которого хорошо видно остатки старого, разрушенного временем инженерного сооружения.
В поселке Катанда указатель — база «У Михалыча». Солнце клонилось к закату, и мы решили одним глазком взглянуть на сей объект. Через 300 метров нас встретил хозяин и пригласил на постой. Осмотр базы показал, что уютные домики,
мангальные зоны, повсюду развешанные гамаки,
баня и шикарный вид на Катунь
не дадут нам сорваться, не испробовав гостеприимства на себе. Купались в по настоящему бирюзовой реке, загорали,
пили крепкий и не очень чай.
Всем очень понравилось. Т.к. база больше предназначена для рыбаков, а тайменъ еще спит, мы были единственные обитатели. Так же рекомендую посетить всем странствующим в тех краях. Наш знакомый, проживающий в Катанде, посоветовал посмотреть на г.Белуху с перевала Катандинское седло. Это маленький крюк до Тюнгура, но оно того стоило. Как настоящие джиперы познакомились с местным трактористом.
Свежий воздух и ошибка пилотирования одного экипажа привели к небольшой задержке в начале маршрута.
Но нет худа без добра. Сделали несколько выводов:
не покупать буксировочные тросы в Ленте;
перед проездом препятствий выбирать правильную траекторию движения;
Большие машинки на маленьких колесиках по грунтовке не ездят;
Никогда не терять дружбы с трактористами.
Поднявшись на вершину перевала, увидели ледники, но сама Белуха была закрыта облаками.
Мы не расстроились, т.к. в планах у нас были ещё две смотровые площадки. Спустившись с перевала, оказались в п. Тюнгур, конечно, на ул.Сухова.
Без остановки поехали вдоль берега Катуни до слияния с р. Акем.
Был небольшой брод, который на мгновенье напомнил нам, что мы на 4 ГРЭБЭ.
Пообедав чем Бог послал (а послал шикарный Доширак из наших запасников),
продолжили путь в п. Маральник, в котором разбили базовый лагерь для покорения Мультинских озер.
За ужином решили раделиться на две автономные штурмовые группы. Исходя из джиперского опыта покорителей данных озер, первая решила воспользоваться 66-м Газоном,
вторая — своими ногами.
Прогулялись отлично. Дорога шикарная, и мы неоднократно пожалели, что не испытали своих боевых коней. Во время восхождения нас обгоняли Уазки и 66-е, постоянно ударяясь всеми железяками ниже ватерлинии о камни и корни деревьев. Лично я перестал завидовать седокам в этих вездеходах. Уж очень красиво они летали по салонам авто. Озера встретили сильным ветром и обалденными пейзажами.
Наряду с именитыми проходимцами
разглядели в деревьях вот ЭТО.
На наш вопрос «КАК ВЫ СЮДА ПОПАЛИ???» прозвучало: «А что тут особенного, мы всегда так ездим». Экипаж экстремалов это молодая пара с ребенком лет 7. Немного отдохнув,
пошли в базовый лагерь. Весь обратный путь рисовали в своем воображении траектории движения Тойоты. Если честно, встречали участки, где без помощи грузового вертолета не обойтись. Даже если бы попался наш знакомый трактор, не сомневаюсь, что после буксировки от машины остались бы только документы.
Базовый лагерь встретил горячим душем и холодным пивом. Кстати, о пиве. В местном кафе цена на него, как номер сотового телефона. Немного посовещавшись, решили сгонять в п. Мульту. При форсировании реки у моста встретили милых погранцов, которые предложили нам показать паспорта. У пилота паспорт в порядке, а в моем — женское имя и фотография. Тут понимаю, что документ не мой. Погранец глаголит — мол, нарушение режима и т.д и т.п. И чудо. На одной из страниц паспорта обнаружен штамп ЗАГСа с моим ФИО. Верит на слово и отпускает с миром. Благополучно вернулись на базу, уничтожили ужин и пиво, обсудили день сегодняшний и завтрашний.
А назавтра был большой перегон до старта очередного категорийного участка в п. Белый Бом. Подъем, душ, завтрак и в путь. Дорога на Усть-Кан уже знакома, и мы быстро добрались до полюбившегося кафе.
С момента нашего прошлого посещения ничего не изменилось. Такой же богатый выбор вкуснейших блюд. Оставили запись в книге отзывов, сфотографировались с хозяином и, пообещав написать о нем, раскланялись. До перевала Чике-Таман добрались без происшествий. В планах было прохождение оного по старой дороге. Испытывая некоторое волнение (трактора-то рядом не было), свернули с Чуйского тракта в степь.
Забегая вперед, скажу. Любой автомобиль на лысой резине пройдет весь путь на ура. Дорога в рабочем состоянии, правда, одноколейная, но карманов для разъездов предостаточно.
Дежурное фото водителей на вершине и в путь.
Добрались до Белого Бома, решили сразу идти на приступ перевала Ачик.
Довольно непростая дорожка с большим количеством мелких бродов и очень крутых длинных подъемов.
Только благодаря пасмурной погоде остановки на остыть были минимальны. Прошли первый слой облаков, увидели желаемый военный ретранслятор — конечная точка подъема. Поняли, что все веселое дальше. За месяц до нашего приезда джип улетел с обрыва там и остался навсегда. Хозяин привез страховых агентов на место и, возложив венок, убыл за денежным возмещением домой. Нас, конечно, ничто не остановит, и через некоторое время мы на макушке. Белуха вновь не захотела нам показываться, надев на себя шапку облаков. Чугайстер тоже надел на себя какую- то хрень, якобы для улучшения связи в автомобиле.
Краем глаза увидели серьезную табличку.
И решили, что и в старом варианте у Стаса со связью все нормально. Температура +8 на вершине не позволила нам загореть до шоколадного цвета. Зная о том, что спуски бывают интереснее подъемов, начинаем движение вниз. Несколько раз охлаждаем уже не двигатель, а тормоза. Все хорошее когда-то заканчивается, и мы прибываем на базу в Белый Бом. Заселились в Аил, предварительно обесточив его и две соседние турбазы (ну не люблю я всякие Lemm 2001 на крыше). Традиционно чай, разговоры, разбор полетов и обсуждение планов на завтра. На завтра был последний день экипажа Чугайстера в нашей колонне. И мы решили сделать прощальное фото у Акташского ретранслятора на высоте 3000 метров. Т.е. по заранее намеченному плану, вновь попытаться увидеть высочайшую вершину Алтая.
На базе стояли три авто барнаульцев,
обмывающих неудачную попытку подъема на перевал Ачик. Нива не смогла преодолеть крутой подъем, у Делики от перегрева лопнул расширитель, а Хюндай как самый опытный принял единственно правильное решение вернуться. Делика поразила своим наружним убранством. После переворота наспех вытянутая, обзавелась крышей из пород ценных деревьев.
Ну, таки утро и в путь. Идем на ретранслятор. Пропустив в начале подъема бешеный грузовой Урал c местными жителями, двигаем и мы. Большие промоины, крутизна склона, узкая дорожка, ожидание возвращающихся на Урале хлопцев, щекотали место ниже спины. Уперлись в шлагбаум закрытого ртутного рудника. В Ю-тубе я видел объезд, но вживую он мне не понравился. Большой боковой уклон и мокрая дорога.
И снова чудо. А чудо — это слегка уставший от принятого крепкого чая сторож, взявший с нас за открытие границы 200 руб. Едем дальше. Снова греемся,
стоим, очкуем,
но делать нечего, мы ведь из Омска, продолжаем штурм. Виды краше прежних.
Не выдерживает техника и люди. Экипаж Стаса сокращается вдвое. Елена не смогла смотреть на окружающую красоту из окна автомобиля и решила пойти пешком, но уже вниз. Остальные на вершину. Награда — нерастаявший снег на вершине и великолепные пейзажи.
Погуляли по вершине, полепили снежки, дождались небольшого снегопада (а что вы хотели — конец июля).
И опять видели Курайскую степь, ледник Актру, Чую, но не увидели Белуху. Придется повторить подъем в следующий раз. Спустились в Акташ. Недолгие проводы экипажа Чугайстера, встреча с его сменой на Гранд Чироки и летим в долину Чулышмана.
За п. Улаган душевытрясающая гравийка. Едем и 10 и 110, результат один — сотрясение мозга.
Вот и перевал Кату-Ярык.
Пять минут на фото и начинаем спуск. У Чирков греются тормоза. Вынуждены остановиться перед последним самым длинным спуском. Пропускаем трактор с пузотеркой на тросу и Короллу, самостоятельно двигающуюся задним ходом, продолжаем путь до базы в месте переправы на водопад Учар.
На катамаране на Телецкое, а назад своим ходом (на заднем плане).
Интересно, мотоциклист как будет возвращаться?
А Учар покоряется только людям с хорошей физической подготовкой. Восемь часов прогулки по горам, включая элементы альпинизма, я не вынес. Когда много занимаешься спортом в течение первой половины жизни, то на ее вторую половину сил остается значительно меньше. Люди, попадающиеся на тропе, говорили, что воды мало и вы не много потеряли.
Трое наших товарищей таки увидели водопад. Вернувшись в лагерь, все экскурсанты упали спать, практически без традиционного чая и ужина.
На следующий день дорога до ЮБТО.
Самая комфортная скорость на этом участке 0 км/ч. Убитая дорога, которую гладит китайский трактор, и жара с пылью. Завидуем сплавщикам по Башкаусу. Их трясет значительно меньше. Через три часа упираемся в Ураловскую колею прямо и закрытые ворота налево. Проезд по колее бесплатный, а через базу 100 руб. Принимаем решение – ехать по федералке, т.е. бесплатно.
Проходим колею совершенно спокойно. Хотя до нас в ней сидел грузовик о трех ведущих мостах. На берегу Телецкого озера нас встретили гостеприимные охранники и взяли-таки по 100 руб. за выезд на песчаную косу, ведущую на базу Кырсай. Если повернуть за километр до берега озера на Кырсай, то въезд проходимее и без денег. Ну и ….. с ними. Зато мы закольцевали маршрут. Нашли место для машин и палаток без проблем и начинаем чаепитие.
Следующий день занимаемся техобслуживанием авто, попытки рыбалки и откорм.
С северного берега озера в катере пребывает Важный пассажир.
Ну, пора и в обратный путь. Стартуем утром в 9 часов. Задача не спеша добраться до старта последнего в поездке, категорийного участка Ороктойского перевала. Два автомобиля пополняют баки из канистр, а третий признается, что в гараже канистра сохраняется лучше. Единственный способ пополнить бак село Коо. Добрались до заправки из ведра и благополучно заплатили 900 руб. за 20 литров. Казалось, мечты сбываются. Ан нет. Запах выхлопа --- это какое-то химическое оружие. И Чирок отказывается ехать даже по прямой. А на улице 32+ и подъем в Кату Ярык.
Ритуально делаем минутную остановку и вперед. Через несколько минут в рации долгожданные слова — Чирок не едет и КИПИТ. Пытаемся остудить, поливая радиатор водой. Затянувшаяся пауза и продолжаем подъем. Еще остановка на 20 минут и финиш. Воды больше нет, поливать нечем. Стоим и дуем из всех ДУЛ на радиатор. Любуемся видами, а что еще остается.
Принимаем решение ехать после падения температуры до ближайшего водоема.
Набираем воду, поливаем радиатор, ругаемся, конечно, на погоду и отменный бензин (хозяин-то авто не причем), трясем наглухо забитый воздушный фильтр (с этим товарищем это происходит второй год подряд), предусмотрительно непоменянный до поездки и едем.
А поскольку все вокруг очень красиво и бензин весьма скоростной, едем с частыми остановками до Улагана. Заливаем в бак обычный, не скоростной бензин и Чирок уходит в точку. Темнеет и пора спать. База «У Егорыча» встретила нас теплым Аилом и отличным хозяином.
Разбор дневных полетов привел к ненормативной лексике и сокращению нашей экспедиции на один экипаж. Планы не меняем и поутру на Ороктой.
Хозяин предупредил, что перевал земляной и в дождь непроходимый.
Бурханим, выключаем дождь и — алга. Подъем пологий, но большие колеи. Преодолевая невысохшие лужи, понимаем — с погодой повезло и в этот раз. Всретили редкую породу шотланской овчарки.
Мы на вершине. Красота. Тихо.
От беседки наверху развилка. На правах ведущего выбираем направление направо.
Колея, лужи, отсутствие свежих следов добавляют интриги. Скоро дорога просто исчезает. Уходим в пешую разведку. Есть слабый след. Очень круто. Штурмана пешком, а мы, как писал Саня 151, держимся за сиденье ж..пой.
Встречаем одинокого жизнерадостного велосипедиста из Омска. Желаем друг другу ровной и широкой дороги. Тяжело представить встречку в тех местах.
И все-таки перевал взят. Навстречу два заряженных джипа из Барнаула. Спросили у нас: «Почему вы не поехали наверху перевала налево?», обозвали нас больными и уехали. Есть видео, где их клуб так и не взял перевал в распутицу. Дальше зубодробилка до Чамала, ужин, баня и путь домой.
Пожалуй, и все. Автомобили и экипажи добрались на Родину. Все живы-здоровы. В целом поездка очень понравилась. За две недели проехали 4000 км. Патриот, кроме мойки пыльных ковриков ничем себя не проявил. Если заправляться на нормальных заправках, то и Чироки не подведут. К Форду претензий не было.
Еще раз прошу не судить строго. Спасибо за внимание.