|
Ну вот и собрался я с силами на вторую часть.
Начало тут: https://travel.drom.ru/35496/
Выезжали мы из Бриста в смешанных чувствах, очень понравилась Хорватия.
Опять пересечение границы в Неуме.
На этот раз никаких вопросов по штампам не возникло, мы опять в Хорватии.
Природа поменялась, стало меньше деревьев, больше кустарника.
Мы решили ехать без остановки до Дубровника.
Вот и мост на въезде в город.
Дубровник огромный город, порт, но не видно вокруг промышленности. Если, подъезжая к Сплиту, мы видели массу цехов, магазинов, то около Дубровника ничего такого нет. Супермаркет мы нашли уже за Дубровником, недалеко от Цавтата.
В Дубровнике везде платные парковки, покатались немного по городу, увидели подземную, в паре км от исторического центра. Показалось очень дорого, решились поехать до крепости, а там уже по месту смотреть. Приехали, припарковались прямо возле стены, повезло, что место нашлось. Оплатили парковку в паркомате, у меня железок хватило только на почти 2 часа. Ну, значит, у нас 2 часа на осмотр города.
В Дубровнике я уже был, помнил историю, так что мы немного прогулялись по улицам.
Зашли в порт.
Дочке очень в эту поездку нравились церкви и соборы, она не пропускала ни одного на пути, обязательно просила зайти во внутрь. Естественно, что дубровник с его монастырями и церквями был для нее просто кладом.
На улицах растут апельсины, вот они какие красивые на ветках.
Вышли из Крепости через главные ворота на площадь, где останавливаются туристические автобусы.
Рядом отличный вид на крепость Ловренац, знаменитую тем, что внешние стены у нее от 4 до 12 метров толщиной, а восточная стена, что выходит на сам город, всего полметра. В случае бунта гарнизона крепости, горожане легко бы его подавили, а вот с моря крепость неприступна.
Тут же на площади нам удалось купить самое отличное мороженое. За 10 кун нам положили в рожок аж 2 шарика с горкой, в то время, как в других местах, где мы пробовали мороженое, один шарик стоил от 7 кун.
Вот еще виды города. Центральная улица раньше была каналом, все что за ней было островом, но после землетрясения его засыпали и замостили камнем. Поэтому и такая широкая и необычная улица для средневекового города, где большинству домов 500 и более лет.
Дубровник никогда не страдал от войн, Наполеону вручили ключи от города в обмен на гарантии неприкосновенности, при нацистской Германии Хорватия выступала на стороне немцев, но Дубровник был на территории, контролируемой сербами, так что больших боев там не было. И только во время Балканского кризиса 90-х по городу стреляли из тяжелого оружия. С гор сербские войска, а с моря черногорский морской флот. Но домах остались «памятники» этого времени.
Два часа подходили к концу, пора подниматься по лестницам к месту, где стояла наша машина.
На стоянке мы наблюдали картину, что делают с неплательщиками.
После этого поднялись на смотровую площадку, откуда открывались виды на город, остров Локрум.
Этот остров знаменит тем, что при Наполеоне там был разорен Бенедиктский монастырь. И монахи прокляли землю, типа если кто останется на острове на ночь, то по утру его найдут мертвым. И до сих пор на острове нет жилья, на ночь все покидают его.
Это были наши последние километры по Хорватии, а мы не купили часть сувениров, поэтому мы заехали в супермаркет в поселке Čibača, Чибача вроде, там Конзум, купили еще вина, сыр. Для тех, кто собирается жить в этом районе, это, пожалуй, единственный крупный магазин, хотя я могу и ошибаться.
Теперь граница Хорватии и Черногории. Это уже граница ЕС, поэтому полноценный переход. Проштамповали чеки таксфри, проштамповали паспорта, хорватская часть заняла минут 10-15, так как была очередь машин из 5, потом через пару км черногорская часть. Там тоже минут 20 простояли. Все, границы пройдены.
Первое впечатление о Черногории после Хорватии, а зачем мы здесь?
Грязь у дороги, куча полиции, что патрулирует дороги и сидит с фенами в засадах, подрезание машинами, что выезжают из второстепенных дорог на главную без остановки. Настроение не приподнятое. Купили у продавцов в заливе мидии и вонголе. Мидии по евро за кило, вонголе 10 евро. Пора на паром.
Стоимость парома опять не помню, платила жена, как и в прошлом году. Порядка 3-5 евро.
После переправы на другую сторону залива начинается трасса мимо аэропорта, ну и минут 50 до дома. Уже настроились, что скоро в море купаться, ан нет. Прямо возле аэропорта авария, лобовое столкновение, перевернутая машина в кювете, естественно, для Черногории, все машины объезжают пробку по встречке, в итоге на месте аварии стоят оба направления лоб в лоб. Около часа потеряли в этой пробке.
Далее, как обычно, Будва, Бечичи, Свети Стефан, Петровац, вот мы и в нашей Булярице. Апартаменты нас уже ждут, знакомимся с хозяевами, наконец, смотрим, что за жилье. Нам-то его друзья рекомендовали. Выгружаемся, я на машине по друзьям, рассказать, что приехали, в супермаркет за вином, ну и отмечание нашего приезда шумной компанией. Вот так закончился наш день.
Итоговый пробег из Москвы до Булярицы почти 3690 км.
Несколько дней подряд мы почти никуда не ездили, кроме рынка и маркета в Баре, купались, встречались с друзьями, что тоже в это время отдыхали в Черногории. Я даже поработал таксистом, отвезя компанию друзей в аэропорт.
Но так просто сидеть у моря скучно, машина стоит под окнами, значит, пора в путь.
Первая поездка — это мавзолей Неруша и парк Ловчен.
Маршрут стандартный, едем до Будвы вдоль побережья, потом в горы на Цетине. Виды открываются фантастические.
Поехали наверх. Въезд в парк Ловчен платный, 2 евро с каждого взрослого и ребенка старше 7 лет.
Дорога шикарная. Собственно, ради этого я и гнал сюда БМВ.
В тот день, когда ездили мы, машин было не много, один раз какой-то турист тупил на дороге, мешал получить удовольствие на подъеме.
В итоге подъехали к зданию мавзолея.
Специально сделал фото навигатора с высотой над уровнем моря.
Машину оставили на стоянке, а сами пошли наверх.
Сам мавзолей находится еще почти на 50 метров выше стоянки, туда ведет лестница.
Вот из путеводителя:
К огромному мавзолею ведут 461 ступенька и туннель длиной 80 метров. Посетителей встречают мраморные статуи — две женские фигуры и гранитная статуя Петра II, весом 28 тонн и высотой 3,74 метра. За статуей ступени ведут вниз, в крипту, где находится саркофаг. На могильной плите высечены крест и герб Черногории — символы духовной и светской власти.
Вход платный, 3 евро со взрослого.
Рядом с мавзолеем находится смотровая площадка, c высоты которой открывается такая панорама, что захватывает дух. Отсюда видно большую часть Черногории: горные вершины на севере, Адриатическое море на западе, Скадарское озеро на востоке.
Там же произошел интересный случай. На панорамном фото видно полицейского.
Он подошел, спросил откуда я родом, а потом стал рассказывать, что же видно, указывая на горы, города, море, залив. Он был очень рад помочь.
После мавзолея мы отправились в парк Ловчен.
Там целая система веревок и канатов, по которым можно лазить между деревьев. Для каждого возраста свои трассы. Дочка пошла по трассе для самых маленьких.
После парка мы поехали назад, в Цетине.
Дорога вниз это полный аттракцион, вверх все зависит от мощности машины, а вниз — главное не дать перегреться тормозам. Ну и не улететь в пропасть или не войти в лобовую со встречной машиной. На этой дороге проводится этап ралли. Дочка спит сзади в кресле, я получаю удовольствие от контроля за машиной на такой дороге. Скорость я превышал, причем заметно, но по дороге наверх я не увидел ни одного полицейского или камеры. Ограничение во всем парке 40 км в час, но так ехать по серпантину скучно. Особенно на БМВ.
Приехав в Цетине, мы пошли пообедать в ресторанчик, в котором кушали прошлый раз, где нас поразила дешевизна цен. В этом году что-то еда показалась так себе. Ну и если в прошлый раз с нами питалась бродячая собачка, то в этот раз пришел большой пес и кот, сели по разные стороны стола и давай попрошайничать.
Перед выездом из Москвы жена сделала маникюр, прошло уже почти 2 недели, пора делать новый. В Петроваце мы интересовались стоимостью, нашли какой-то салон, там девушка из Донецка, запросила 20 евро, потом стала предлагать всевозможные интимные стрижки, стразики наклеить и так далее )))). Решили, что очень дорого, ну и очень навязчиво. И тут в Цетине увидели салон. Спросили, маникюр перманентный стоил 7 евро, причем со снятием старого. И есть возможность записаться на следующий час. Отлично, мы с дочкой гулять по городу, жена на маникюр.
Город Цетине мне очень нравится, я готов там проводить много времени. Просто ходить по тенистым улочкам, пить кофе в кафе.
Так и провели весь вечер.
Как стемнело, сели на машину и домой, вниз, к морю.
Пора было задуматься и об обратном пути в Россию.
А вот тут самое интересное. Краем уха я несколько раз слышал, что есть автопоезд, что ездит из Бара в Белград. Машина в сетке, а пассажиры в вагонах разных типов. Искал много информации в интернете, но ничего почти не нашел. Пара видео из этого поезда, расписание на сайте сербских железных дорог, но никакой информации о стоимости билетов или как их купить. Только еще негативные отзывы, про цыган в поезде, убитость вагонов и так далее. Спросил об этом и хозяев нашего жилья. Те говорят, все круто, там ездят сербы и черногорцы, кто не хочет на самолете или машине. Не пожалеете.
Ну что, решили, едем на вокзал в Бар, на месте принимаем решение. Что нам дает этот поезд? Срезаем часть пути, почти 10 часов езды по перевалам и серпантинам до Белграда. То есть можем провести день на море. Потом я очень хотел побывать в Белграде. Но по отзывам всех, кто ездил туда из Черногории, дорога плохая и загруженная. Лучше кругом через Хорватию, ну и далее на Будапешт, по времени даже выиграешь, чем до Белграда и потом в Будапешт. Плюс стоимость ночевки в Белграде, стоянки машины, бензин на дорогу. В общем, все зависит от цены на поезд, до определенного уровня выгодно и интересно.
На вокзале кассир сразу поняла про какой поезд мы говорим. Назвала стоимость проезда в 2-местном купе люкс. С учетом погрузки машины все стоило 110 евро. Можно сэкономить 30 евро, если взять билеты в 6-местное купе и еще немного, если поехать в сидячем вагоне. Ребенок нашего возраста бесплатно, при условии, что не занимает отдельное место. Машина стоила 35 евро из этих 110, остальное за купе. Мы решили взять самый дорогой вариант, чтобы ехать без соседей. Как показала практика, это действительно был лучший вариант.
Все, деньги оплачены, можно продолжать отдыхать.
Следующая поездка — это Великий Пляж.
Чем он так знаменит? Да тем, что там огромная прибрежная полоса из мельчайшего вулканического песка.
Машину оставили на стоянке, вроде бесплатно, далее по мосткам на пляж.
Пляж оборудованный всем необходимым, платные шезлонги и зонтики, бесплатный душ, кафе, платный туалет. А так как пляж более 10 км длиной, то таких точек безумное количество. Море очень мелкое, что замечательно для ребенка. Дочка бегала без всяких кругов и нарукавников. Единственное, что раздражает, так это мелкий песок и постоянный ветер. Который задувает этот песок куда только можно. Вода теплущая, из нее почти не вылезали.
Когда надоело сидеть на пляже, поехали в Ульцинь. Это город преимущественно мусульманский. Мечети, магазинчики, такое ощущение, что в Турции находишься.
Попытались припарковаться, подошел мальчик, стал требовать денег за стоянку. А знаков никаких. Не стали платить, переставил на улицу, жена осталась сидеть в машине со спящей дочкой, а я гулять по старому городу.
Развалины совсем не впечатлили. Маленький, запущенный. Из красивых домов только здание отеля.
Внизу, под старым городом, большая парковка, бесплатная. Перегнал машину туда, дочка проснулась, пошли поесть и погулять. Поели в кафешке, не дорого, выпил пиво. Собрались ехать домой, я полез в навигаторе копаться, а там информация, что в Черногории 0 промилле. Упс. Пошли трезветь. Купили жвачку, и тут жена предлагает — а поехали в лунопарк, тут всего то 3-5 км до него, там и протрезвеем. Поехали. Лунопарк сербский, купили билетов на 10 евро. Вышло за эти деньги порядка 15 разных билетиков на аттракционы. И взрослые и детские. Прокатились всей семьей на большом крутящемся колесе, остальное ребенку. Машинки, карусельки, рыбалка, был прикольный аттракцион, настоящие мотоциклы, на ступице руля труба, что заставляет мотоцикл ехать по кругу, ну и держит его. Больше всего понравился дочке.
Все, домой. Доехали, залез в интернет, нет, в Черногории уже пара лет как ввели норму 0,35 промилле. Можно было не паниковать, что поймают.
Пару дней опять на пляже провалялись, за это время друзья на машине катались по стране, потом забрал машину, решили опять в Цетине поехать, а потом в Котор, через горы.
Любимое Цетине, опять попили кофе, сходили в монастырь.
Потом вперед, в горы.
Вот так снизу выглядит мавзолей Неруша, где мы были в прошлый раз.
Опять серпантины, подъемы, чеканы. Но по этой дороге ездят машины, она оживленная, в отличие от дороги в Ловчен.
Много автобусов с туристами, родная деревня Неруша. Пару раз мы заползали в карманы, чтобы пропустить автобус, который с трудом проезжал, колеса прямо по кромке асфальта над пропастью.
И вот, наконец, то, ради чего сюда ехали. Потрясающие виды на Которский залив.
Над пропастью натянут канат, можно прокатиться на роликовом стенде по нему. 10 евро все удовольствие.
Пока мы смотрели на виды, вниз поехал автобус. А чуть дальше видно было грузовик, в кузове которого лежал огромный кусок скалы. Надо спешить, а то не будет кайфа от спуска, с такими-то махинами на дороге. Обгоняем автобус, а тут опять виды. Ладно, тормозим, делаем фото.
Нас обгоняет автобус. Грузовик сзади. Дальше хочу рассказать про культуру водителей на таких дорогах. Водитель автобуса, как только появился карман, взял вправо, чтобы могли его легко объехать. В итоге я этот автобус 3 раза обгонял, из-за остановок на фото. Но виды того стоили.
Во время одной из остановок нас и грузовик обогнал. Так же, в очередной петле на дороге он прижался к краю, я его спокойно объехал, поморгал аварийкой и помчался дальше. Дорога узкая, 2 машины не разъезжаются. Мне везло, встречка всегда попадалась там, где было относительно широко, или на виражах, или недалеко от кармана. Лишь один раз пришлось немного сдать назад, чтобы пропустить машину. Ему бы сдавать пришлось намного дальше.
Коробка БМВ отлично вела себя на серпантине. Даже без спортивного режима автомат стал дольше задерживаться на низких передачах, раньше переходить вниз. Ну а задний привод выручал на крутых подъемах. Я без проблем мог остановиться, а потом тронуться на очень крутом подъеме, без буксов. А переднеприводные машины отчаянно визжали колесами на таких дорожках.
И вот мы в Которе.
По опыту прошлого года я помнил, где есть бесплатные парковки. Поэтому мы проезжаем мимо платных парковок у старого города, разворачиваемся в Доброте, потом возвращаемся по набережной в сторону Котора. Нашли место, припарковались. А тут и кафе, с видом на залив, почему бы не поесть.
После сытного обеда, да, подороже, чем мы раньше питались, мы отправились в Котор. В прошлый раз был дождь и тучи, а сейчас солнышко.
Купили сувениры, просто прогулялись, пофотографировали.
Уже темнело, по дороге к машине зашли еще в одно кафе кофе попить.
Там же сделал закатные фото залива.
Ну вот, пора и домой. Назад поехали через тоннель на побережье. Вскорости после тоннеля есть большой торговый центр, Хард Дисконт, продуктовый супермаркет. В нем купили немного продуктов, вина, что возьмем с собой, в Россию.
Последующие дни особо никуда ездили, просто ходили гулять.
Поднялись в монастырь над Булярицей, поставили свечки, посмотрели панорамы на залив.
Еще один день посвятили пешеходной прогулке по Петровацу, по променаду зашли на прогулочную дорожку в сторону Перазицы, это деревня по другую сторону от Петроваца.
Так же съездили в Чань, думали там поискать жилье на будущий год, место не понравилось.
Ну и, как обычно, купались в чистейшем море, ели пршут, сыр, рыбу, креветки, мидии, пили вино. Наслаждались отличной погодой, климатом, вкусной пищей, собственно ради чего ездили в отпуск.
Вот так и закончились наши каникулы в Булярице.
Хочу немного отвлечься на местных жителей. У нас есть знакомые, в прошлом году познакомились, они являются хозяевами ресторана. В этом году встретил их на улице, позвали в ресторан. Поставили отдельного официанта, алкоголь за их счет. Приятно, что тебя помнят, рады приезду. Так же и хозяева наших апартаментов, при выезде подарили сувениры, настолько это было искренне, если будем еще раз в Булярице, то обязательно у них остановимся.
Продумывая обратный маршрут, я выбирал из нескольких путей.
Понятно, что Белград, потом Будапешт. А вот далее несколько путей. Более короткий, через Словению в Люблин, потом Беларусь, ну и более длинный, через Австрию и Чехию, как мы ехали в сторону моря. Определиться я так и не смог, решили, что подумаем в Будапеште, куда поедем дальше.
На такой ноте я закончу эту часть, а обратная дорога будет описана уже в третьей части отчета.