Через весь Китай на своих внедорожниках. Пустыня Такла-Макан, заоблачный Тибет, зеленый Юннань

28.08.2015 | 64907 просмотров

«Мир наш». Кругосветная автомобильная экспедиция. Этап II. Китай

Что нужно для проезда по Китаю

В кругосветном автомобильном путешествии просто обязан быть Китай. Но проехать Китай на своем автомобиле задача нетривиальная. Для проезда по территории КНР обычного российского водительского удостоверения недостаточно. Даже если вы получили заветную книжку зеленого цвета, так называемые «международные права». В Китае придется делать временное водительское удостоверение, проходить технический осмотр автомобиля, получать временные транзитные номера. Весь маршрут должен быть заранее согласован с властями, изменения без дополнительных согласований не допускаются. От точки въезда до точки выезда в одной из машин обязательно должен быть китайский гид. Если маршрут проходит через Тибет, необходимы дополнительные разрешения и согласования. Для Тибета нужно брать еще одного гида. Никаких лазеек в оформлении документов нет, поскольку полицейские посты в Китае каждые 50-100 км. Там проверяют все. Процедура документальной подготовки занимает около трех месяцев. Мы знали, на что идем. После двухнедельных приключений в Монголии, мы на границе с Китаем.

На границе

Несмотря на все наши усилия, к границе с Китаем мы прибываем с приличным опозданием, почти двое суток. Мы старались прибыть как можно раньше, граница, по нашим сведениям, открывается в 8:00 утра. Однако в это время на территории КПП ничего не происходило. Вскоре выяснилась причина проблемы: за забором другой часовой пояс. Поэтому по монгольскому времени пункт пропуска откроется только в 10 часов.

Прямо на границе нас встречают представители турфирмы, ибо без переводчика с китайскими пограничниками общаться сложно. Мы заезжаем в самый большой район Китая — Синьцзян-Уйгурский. Это вторая по неспокойности территория КНР, на первом месте стоит аннексированный в 50-х годах Тибет. Ежегодно в Синьцзяне вспыхивают уйгурские волнения, случаются и теракты. Сейчас повышен уровень террористической опасности. Для нас это означает тотальный досмотр, мы вытаскиваем ВСЁ из своих машин. Все досконально прощупывается пограничниками, разбирается, исследуется. Даже малейшие запчасти размером со спичечный коробок вытаскиваются из упаковок. Перебираются сумки с одеждой, женские косметички, вынимаются флешки и переносные диски.

Начинаем вытаскивать вещи

У Жанны в багаже обнаружена книжка про Тибет, на обложке изображен какой-то буддийский священнослужитель. Представитель турфирмы бледнеет и шепчет: «Только бы это было не фото Далай-ламы, иначе у нас проблемы. Если вдруг у вас найдут где-нибудь такое фото, говорите, что это вам передал незнакомый вам человек и вы еще даже и не смотрели, что там такое». К счастью, на обложке книги оказывается не Далай-лама. Обнаружив ноутбук, пограничники просят меня пройти с ними. В небольшой комнате добрых полчаса сотрудник погранслужбы роется в содержимом переносного компьютера. Особый интерес вызывают фото и видеофайлы. В одной из папок найдены фильмы наших путешествий.

Пограничник заметно радуется после моих слов «Zhè shì zhōngguó» («Это Китай»), когда очередь доходит до фильма «На край Евразии», там как раз момент, как мы проезжаем Тибет. Проверка затягивается на полчаса. Пробежав по фильмам и по фоткам с наших путешествий, китайский военнослужащий с поклоном возвращает мне устройство. Пока меня не было, все четыре авто уже полностью разложены и внимательно досматриваются, простукиваются, проверяются.

Спустя пару часов досмотр на этой части границы заканчивается, мы передвигаемся к таможенной службе. Её уже усиленно обрабатывают представители турфирмы, в красках описывая наше кругосветное путешествие. На главного инспектора это производит глубокое впечатление, поэтому досмотр скорее формальный, вытаскиваем немного вещей, после чего таможенник машет рукой, и мы с радостью все кладем обратно. Молоденькая таможенница, немного смущаясь, просит сфотографироваться со мной, она сильно впечатлена рассказом наших сопровождающих. Я даю ей визитку нашей экспедиции и прошу ее, правда, без особой надежды, отправить фото мне на почту. Каково же было мое удивление на следующий день, когда я получил эту фотографию на свой ящик mail.ru.

Пограничница сама прислала это фото )

Три часа спустя мы садимся в наши внедорожники. Кто-то из местных жителей отчаянно жестикулирует и показывает на выхлопную трубу моего «Хайлюкса». Из нее подозрительно капает темная жидкость... «Масло», — уверенно говорит наш механик Владимир, — «скорее всего турбина выкидывает». У меня что-то совсем плохо складывается картина: новый авто, Тойота, пробег 3000 км, нигде особенно турбина не должна была чрезмерно работать. Что случилось? Неприятная логическая цепочка пробегает в моей голове, только началась кругосветка, а тут такая проблема. Без турбины мы в горы не поднимемся...

Однако уровень масла в норме, мы договариваемся, что едем очень медленно и следим за уровнем. Забегая вперед, скажу: в итоге все оказалось в норме. Каждый день мы проверяли масло и выхлоп. Масло было в норме, из трубы более ничего не текло. После долгих размышлений мы пришли к выводу, что скорее всего это был конденсат, собравшийся ранним холодным утром. Смешавшись с сажей в выхлопном тракте, он и дал нам такую пугающую картину.

Первые сложности

Наша первая остановка — маленький приграничный город Тайкешкен. Здесь необходимо оформить таможенные документы. В прошлый раз процедура заняла не более получаса. Но мы в Китае, и ничего так просто здесь не бывает. Поскольку сейчас обед пятницы, то работа почти остановлена — все на партийном пятничном совещании. До вечера вопрос не решается, и мы остаемся здесь на выходные.

В Тайкешкене

Нужно отметить, что Тайкешкен — это совсем маленький (несколько тысяч человек население) городок. Абсолютно неживописный и совсем неинтересный. За пару дней мы успеваем пройти городок вдоль и поперек. Хозяин лучшего уйгурского ресторана (всего их, кажется, тут два) встречает нас уже как завсегдатаев, мы там завтракаем, обедаем и ужинаем. С удивлением замечаем, что наш азербайджанский участник Эльшан достаточно спокойно общается на одном языке с хозяином кафе, уйгуром. В общем-то, ничего удивительного: уйгурский и азербайджанский — тюркские языки, они очень схожи. Ресторан стал на какое-то время вторым домом. Мы наблюдали за готовкой, девочки нянчились с маленькими детьми, хозяин рассказывал свою историю жизни.

Нам готовят шашлык

Жанна и дети )

Большой казан плова

Еда просто супер!

Хозяин ресторана с племянником

Мечеть в Тайкешкене

Тайкешкен унылое место

Для тех, кто представляет себе Китай как перенаселенную территорию, полную вездесущих похожих друг на друга китайцев, производящих ширпотреб в огромном объеме, Синьцзян-Уйгурский район может вызвать удивление. Это скорее Средняя Азия. Огромные пустынные территории, в городах все надписи дублированы на китайском и уйгурском (используется арабская вязь). Одежда, культура, язык — все как в Средней Азии. Как правило, даже в небольшом городе есть мечеть. Синьцзян на протяжении всей истории периодически попадал под влияние Китая, но официально вошел в состав только в 1949 году.

Спустя 4 долгих дня после прохождения границы мы с большим трудом получаем разрешение ехать дальше. Турфирма внесла за наши внедорожники какой-то астрономический залог в размере 300 000 юаней (около $50 000). Но это ее забота, за это мы ей и платим деньги. Теперь с нами наш гид Али, уже знакомый нам по поездке 2013 года. Мы выдвигаемся в следующий город, нужно решить вопросы с вождением автомобилей в Китае.

На пути в Алтай. Долго гадали, зачем стрелки на знаках

На закате

Наши следующие приключения в городке Алтай (это уже четвертый по счету Алтай, предыдущие три были в Монголии). Тут нам нужно получить права, регистрационные номера и технический осмотр. Несмотря на то, что мы все документы отослали заранее (включая медсправки), нам приходится ехать в больницу, будем проходить медосмотр. Проверка зрения выглядит весело: табличка с буквами Ш повернутыми в разные стороны. Нужно пальцами правильно показать направление букв.

Проверка зрения

Поскольку китайцы плохо нас различают по лицам, Костя (носящий контактные линзы) просит на всякий случай Вову пройти вместо него проверку зрения. Врач, внимательно посмотрев на фото Кости и на Вову, качает головой. Подлог замечен! Она возмущается вслух и показывает на... Витю! Мол — «вот это ты на фото, ты и проходи проверку!» ))) Едва сдерживая смех, Витя показывает необходимые знаки. Проверка пройдена.

Техосмотр тоже вполне быстр, несмотря на все наши переживания по поводу кенгурина, дополнительного света, размера колес и прочих доработок, все хорошо.

В китайском ГАИ

Техосмотр

Проходим техосмотр

Нас приглашают в кабинет к начальству. В торжественной обстановке, в присутствии местного фотографа, нам выдают временные водительские удостоверения. Сотрудница долго и обстоятельно рассказывает, как нужно правильно ездить по дорогам КНР.

Местная начальница

Получаем права

Торжественный момент

Не мог не улыбнуться )

Вот они, китайские временные права

Мы знаем, как на самом деле ездят в Китае, поэтому только улыбаемся и киваем головой. С выдачей транзитных номеров все не так просто: нам их просто не успевают сделать, уже в 8 вечера мы принимаем решение ехать без них. Нам их пришлют в Урумчи.

По Синьцзяну

До столицы Синьцзяна, Урумчи, около 700 км. Дорога вполне приличного качества, планируем добраться туда рано утром. Но мы же в Китае! Все не так просто. В три часа ночи движение становится напряженным.

Ночные гонки

Все больше и больше грузовиков, движение все медленней и медленней — мы попадаем в пробку. Но не совсем обычную. Вокруг только грузовики -длинномеры. Их просто бессчётное количество. Скорость потока падает, и падает... К 4 утра мы полностью останавливаемся. Через часик светает, мы решаем запустить коптер, дабы оценить масштабы пробки. Результаты впечатляют: перед нами многие сотни грузовиков с прицепами, и докуда хватает взгляда длится пробка.

У пробки нет конца

Никогда в жизни мы еще не стояли в такой диковинной пробке. Ближе к 6 утра начинается движение. Пользуясь своими скромными по сравнению с длинномерами габаритами, мы успешно лавируем между ними и по обочине. Гонки в пробке! Через час нам становится понятна причина затора — впереди пункт оплаты за проезд, который так все тормозит. Совсем скоро мы в столице автономного округа, в Урумчи.

Урумчи

Еще не так давно Урумчи был огромной деревней. Но за последнее десятилетие произошел мощнейший рывок. Теперь это большой, современный город. Правда, со своей китайской спецификой. Полиция дежурит прямо на остановках общественного транспорта. Не так давно один из терактов был прямо на такой автобусной остановке в самом центре города.

Пока мы движемся по центральной магистрали города, периодически видны вспышки фотокамер. Возможно, что мы немного превышаем скорость. Все время, пока мы двигались по дорогам Китая, нас фотографировали камеры. Наши мнения разделились: кто-то полагал, что нас фотографируют за превышение скорости. Я лично стал думать, что фотографируют все машины, так как в темноте вспышки срабатывали почти всегда, даже когда мы явно двигались небыстро. В общем, вреда от этих фото не было, поскольку штрафам приходить все равно некуда.

Большой город — самое подходящее место для технического обслуживания. Снимаем амортизаторы на обоих Хайлюксах.

Ремонт в Урумчи

Теперь понятна причина скрипа. Разбило чашку крепления верхнего штока амортизатора, да и в общем мы видим, что амортизаторы не справляются с поставленной задачей. Вероятно, ход штока недостаточно большой, это и приводит к постоянным рывкам места крепления. Установленные KYB скорее обычные, хотя и несколько удлиненные амортизаторы. Меняем по одному переднему, но понимаем, что мера это временная, и позже менять придется все четыре на двух авто. Между этапами нужно будет найти что-то более надежное.

Из Урумчи часть команды летит домой, а к нам присоединяется Игорь с Наташей. Сегодня путь лежит в Турфан. Турфанская низменность второе (или по некоторым данным третье) самое низкое место на земле, абсолютная высота -154 метра над уровнем моря. Это сразу чувствуется, температура взлетает до +40С. Вокруг пустынные пейзажи, их разбавляют только ветряные электростанции.

Ветряки

Дорога просто блеск!

Опять начинается чистая Средняя Азия. Как будто мы в Киргизии или в Узбекистане. Наша гостиница находится прямо возле колоритного рынка. Старый город — зрелище, достойное внимания, проблема только одна: на улице за сорок градусов жары, и одна только мысль остается в голове: «Как бы побыстрее добраться до машины».

Обычный транспорт

Я обещал, что ее покажут по МТВ )))

Местные вкусняшки

Сеть подземных колодцев

Старый город. Вернее остатки

Колоритно, все, как любят в Средней Азии

Привычная картина.Нас все фотают.

Дай пять, Мао!

Было ооочень жарко

Мама очень уж большая. Руки соскальзывают

Гармония…

Так раньше здесь добывали воду

Все время, пока мы двигаемся дальше, у нас на пути полицейские блокпосты. Очередная остановка и проверка документов. Самое веселое, что они забирают у нас паспорта и права для проверки, но никто не сверяет наши личности. Это означает, что на самом деле ехать может кто угодно, главное документы в порядке. На одном из постов полиции становится так интересно, кто мы, что они начинают фотографироваться с нами. Это с учетом тотального запрета на фото с полицией.

С полицией

Сегодня пейзаж меняется радикально буквально за полчаса. Резко начинаются горы, это отроги Тянь-Шаня.

Резко появились горы

Хорошо получилось )

Наш полдник

И опять Хайвей!

Некоторые ущелья завалены наметенным песком, кажется, что это уже пустыня. Подняться на песочные насыпи оказывается не так просто.

Костя попытался забраться наверх

Жутковатая картина

Наш обед

Главный по пчелкам

Пчелки

Мы на позитиве!

Через несколько часов горы исчезают, мы снова едем по ровной поверхности.

Город Куча расположен практически на краю горной системы Тянь-Шань. Сколько мы уже гор перевидали, это первый раз, когда мы видим такие слоистые необычные горы. Мы отправились в национальный парк и не пожалели. Многочасовая прогулка выдалась на редкость удачной.

Въезд в национальный парк

Тянь-Шань разноцветен

Дальше только пешком

Прогулка по каньону

Отложениями сотни тысяч лет

Кто кого?

Наше любимое блюдо по три раза в день.

Вот как они растут, оказывается

Я продолжал снимать видео для канала Россия 24. Подошло время очередного репортажа, в нем я решил рассказать о том, как мы получили права. Для стендапа я выбрал абсолютно нейтральное место, двор отеля. В кадре был я с микрофоном и наши машины. Памятуя о сложностях съемки в Китае, я не стал снимать на улице, это может вызвать определённые сложности. Говорить перед камерой требовалось немного, не боле 2-х минут. Только мы начали, как у меня зазвонил телефон, на связи был наш гид Али. «Алексей, срочно убирайте видеотехнику, к вам едет полиция». Я сказал, что мы уже все убираем, но твердо решил закончить начатое. В репортаже видно, как уже тороплюсь с рассказом.

Едва мы закончили снимать и закрыли камеру, как во двор вкатилась полицейская машина. Первым делом я успел положить под камеру микрофон с символикой канала «Россия».

Следующие полчаса у нас требовали документы, смотрели на машину, что-то спрашивали. Мы жестами рассказывали о том, какая у нас интересная экспедиция, где мы были, что делали, и вообще какие у нас замечательные авто. Имея определенный навык съемок, я незаметно вытаскиваю карту памяти и прячу аккуратно в один из многочисленных карманов. В это время Юля снимает ветрозащиту с символикой с микрофона. Вскоре подъезжает еще одна машина. Из нее выходит женщина без формы. Что-то говорит повелительным тоном полицейским, после чего они возвращают нам документы. Звонит Али и объясняет, что для корреспондентов и журналистов нужна аккредитация и специальные разрешения. Но мы всегда продвигаем одну мысль: мы не с телевидения, снимаем просто для себя. Вскоре конфликт улажен, очередной опыт съемок в Китае получен.

Идеальная пустыня

На стадии планирования путешествия я настоял на том, чтобы мы обязательно проехали пустыню Такла-Макан насквозь. Не объехали, а именно проехали. Это была в каком-то смысле моя мечта. Я вспомнил, как десять лет назад мы совершенно случайно с Игорем рассматривали Такла-Макан в Google Earth. Наше невероятное удивление вызвал тот факт, что сквозь бесконечные пески идет асфальтное шоссе. Как-то в голове не укладывалось. Зачем? Как? Сегодня был шанс увидеть эту загадку воочию, пустыня и в самом деле оказалась жутко интересной. Сквозь пески проходит Транстакламаканское (Таримское) шоссе. Мы едем по восточной ветке этого шоссе, пересекая Такла-Макан с севера на юг. Нам нужно преодолеть более 500 км пустыни.

Сначала вдоль дороги идет лесок, который совсем скоро превращается в пугающую картину — кладбище деревьев.

Гиблое место

Видно, что пустыня наступает. Там, где еще совсем недавно был лес, теперь только остовы деревьев в песках. Жутковая картина, как после ядерного взрыва. Через несколько десятков километров стела, официальное начало пустыни Такла-Макан, нулевой километр.

Нулевой километр пустыни

Вокруг остаются только горы песка и тройное насаждение зеленых кустов. Как объясняет Али, это защищает от переметов песка. Пока нам непонятно, как же кусты выживают в такой жаре. Однако при первой же остановке становится понятно — вдоль всего шоссе тянется нить труб, капельное орошение. Правда, откуда же вода?!

Первая половина с зелеными насаждениями

Насаждения

Автомобильные термометры преодолевают сорокоградусную отметку, на улице все жарче и жарче.

Через каждые десять километров по краю шоссе наблюдаем небольшое строение. Оказывается, что это сеть глубоководных колодцев, вода из которых и орошает тройное зеленое ограждение. В каждом из таких домиков живет небольшая китайская семья, она и занимается обслуживанием колодца. Правда, воду все же пить нельзя — привкус у нее солоноватый. А в общем все оборудовано достаточно хорошо.

Сеть колодцев

Батареечки

Все современно

Начинается песочная феерия!

У нас обнаружились бегуны

Сказка

Проехав 150 км, мы решаемся на тот самый эксперимент, который мы мечтали провести уже много лет. Попробовать пожарить яичницу на раскаленном песке. Замеры песка дают удовлетворительные результаты: песок разогрет выше +60 градусов. Главное в него не наступить голой ногой, ожог неизбежен. Но вот эксперимент к, сожалению, терпит фиаско... Ни в черной сковороде, ни на блестящей фольге яйца жариться не хотели...

Будем жарить

А задумка была отличная

Правильнее было бы разбить яйцо в воду, и ее уже нагреть до требуемой температуры, но мы и так слишком долго пробыли на солнце. Через 15 минут эксперимента я понимаю, что в глазах у меня начинает немного темнеть, голова подкруживается. Еще не хватало нам схватить тепловой удар в пустыне! Тем временем за бортом +45, и даже +48!!!!

Потихоньку теплеет

На запаркованных авто кондиционеры начинают работать значительно хуже, в салоне накаляется воздух. Сильнее всего нагреваются темные машины, блестящие Хайлюксы отражают большую часть солнечного излучения. Еще 5 минут на открытом воздухе, и мы начнем падать от перегрева. Мы еще не адаптировались в такой жаре...

Для нас осталось загадкой, почему же в разных пустынях жара переносится по разному. Например, в Каракумах +43+45 были для нас существенно легче. У нас даже пару раз ломался кондиционер, но мы доезжали без потерь до пункта назначения. Тут вроде схожие температуры, а вот чувствуем мы себя куда менее уверенно. Может быть, это как-то связано с песком... В общем, мы пока этого секрета не раскрыли. Перед нами будет еще не одна пустыня, так что проверим и попробуем разобраться.

Примерно на середине дороги зеленые насаждения заканчиваются. Теперь вид Такла-Макана просто феерический: бесконечные, куда не кинь взгляд, пески, и черная стрела шоссе, пронзающая вторую по величине в мире песчаную пустыню.

Шоссе с высоты 500 м

Нужно отметить, что пустыни бывают разные: песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые и даже снежные. Вопреки представлениям большинства, зачастую пустыни выглядят весьма уныло. Особенно каменистые пустыни. «Классических» песчаных пустынь не так и много. На первом месте стоит величайшая пустыня мира — Сахара. Такла-Макан хоть и скромна по размерам, но практически вся состоит из песка. Она выглядит именно так, как я и представлял себе пустыню в детстве: бесконечные барханы золотого песка...

Штурмуем барханы

Колеса только не мешает сдуть

Главное не тормозиь

Как только есть возможность остановиться, мы тут же делаем фотки с наших айфонов и андроидов через приложение Agakat. Через пару минут эти снимки, привязанные к карте, появляются на нашем сайте. Пишем своего рода историю, всегда можно щелкнуть по карте проекта и увидеть, как выглядит то или иное место в реальной жизни. Вроде бы ничего технически сложного, но это первое приложение, где все так для нас удобно реализовано. В Такла-Макане оставляем цифровые «следы».

Когда мы готовили внедорожники, я очень переживал за коробку автомат. Один из аргументов против такого агрегата был возможный перегрев. Решать эту проблему планировалось путем установки дополнительных теплоотводов на автоматическую коробку. Сроки подготовки затянулись, и мы банально не успели этого сделать. Сейчас как раз та самая ситуация, когда перегрев возможен. На улице +45, мы съехали с трассы и ищем дорогу посреди барханов. Несмотря на буксование в песке и сумасшедшую жару, все проходит штатно. Тем не менее, теплоотводы мы все же установим на следующих этапах.

В середине пустыни есть малюсенький городок. Здесь всего несколько магазинов и... бордель. Кто его посещает, мы выяснили немного позже, уже когда выехали из города. Наш приезд — это, вероятно, самое громкое событие года, иностранцев здесь, видимо, не бывает.

Икебана

После городка началась бесконечная череда нефтяных вышек, стало понятно, что весь город живет именно нефтью. На улице темнеет. За окном проносятся указатели нефтяных участков, мы ищем место для стоянки, поскольку у нас в планах переночевать в пустыне. Уже 11 вечера, а температура около +38С, спать будет очень тяжело. Около полуночи заканчиваются нефтяные вышки, мы, наконец, с трудом находим место для стоянки.

Закат в пустыне

Даже тут у нас шашлык )

Упали прямо на песок

К нашей радости температура продолжает падать. После установки лагеря на улице уже приемлемые +30. Здесь начинается самое приятное, после сумасшедшей дневной жары наконец веет прохладной. Мы заранее нарубили сухого саксаула, поэтому сейчас можно полежать на песочке и полюбоваться костром. Через 8 часов опять начнется жуткая жара, а пока можно наслаждаться прохладой... Именно наслаждаться, каждой минутой, каждым моментом. Никогда еще я не ждал так прохладу. К 5 часам утра на улице +22. Кто-то лег спать прямо на песке. Одна из самых запоминающихся ночей.

В 7 утра восходит солнце.

Восход. Скоро придет жара

Показания термометров неуклонно ползут вверх. Время для фотосессий в пустыне.

Пока еще не сильно жарко

Наташка модель

Банда!

Лагерь собираем, уже когда солнце высоко. Начали сборы немного поздно, поэтому последние вещи закидываем уже с большим трудом. Ад уже работает на полную силу. Нам еще 200 км до конца пустыни.

Вот так метет иногда песок

Все 500 км идут ЛЭП

Спустя несколько часов формально пустыня заканчивается, мы едем по ее краю. Но это ничего не меняет: жара стоит такая же. Насколько сильно здесь временами переметают дорогу пески, можно судить по почти полностью занесенным линиям электропередач.

Главное в пустыне не курить!!!

В пустыне НЕ КУРИТЬ!!!!

Мы приезжаем в небольшой городок Хуатугоу.

Такла-Макан произвел сильное впечатление, поэтому мы решили сделать отдельный репортаж о пустыне для «России 24».

Еще недавно здесь была настоящая деревня, видно, что ее серьезно отстроили буквально год-два назад. В городе нас встретила полиция... на броневике.

Теплая встреча

Все было мило и красиво, однако к тому моменту, как мы поселились в отеле, Али оформил все документы, главный полицейский позвал его в сторонку. Начальник весьма убедительно объяснил, чтобы «эти туристы как можно меньше выходили из отеля, ничего и нигде не фотографировали, а еще лучше уезжали завтра утром пораньше». В общем, все было достаточно напряженно, у Эльшана едва не отобрали телефон, заставив стереть несколько фотографий города. Тем не менее, пара шпионских фото все же у нас осталось.

В городе очень много людей в спецовках, мы недоумеваем: что это за люди и откуда они? Как только утром мы выезжаем за пределы города, все сразу становится понятно. Вдоль дороги идут многочисленные нефтяные вышки.

В Китае есть нефть

ЛЭП котики

Та небольшая часть нефти, что есть в Китае, добывается здесь. Этим и объясняются чрезмерные меры безопасности в городке.

Дорога тем временем очередной раз мимикрирует, превращаясь в марсианский пейзаж.

Сходка в пустыне

Стою я как-то на Марсе...

Бесконечные грязевые разливы

Дуньхуан

Дорога в старинный Дуньхуан проходит по необычным местам. В какой-то момент мы вдруг понимаем, что асфальт проходит через глиняные степи с каким-то странными образованиями из глины пирамидальной формы, совершенно рукотворные на первый взгляд. Сначала мы думаем, что это следы очередной китайской мегастройки, просто кучи строительного материала. Мы проезжаем 10, 50, 100 км, а кучи глины не исчезают. Слишком уж масштабная стройка даже для Китайской Народной Республики. Как оказалось, это необычное место — Цайдамская низменность. Все то необычное, что мы видим за окном, это следы природных процессов: эрозии и выветривания. Когда-то здесь было морское дно. Когда вода ушла, солнце, дождь и ветер начали подтачивать ровную поверхность. Более мягкие фракции уносило ветром, а то, что оставалось, превращалось в диковинный пейзаж.

Местность марсианская

Наташку не поделили

Вот такие масштабы

Ремонт

Черная стрела

Цайдам

Такое вот чудо нерукотворное

Если честно, то путь в Дуньхуан был проложен под впечатлением от одной из интернет-фотографий. Очень уж хотелось увидеть этот оазис в песках. Сам по себе город очень древний, а когда-то он был северными воротами в Китай на Великом шелковом пути. Как выяснилось, современный Дуньхуан — это большой туристический город с впечатляющим количеством новых гостиниц и аттракционов.

Ночной Дуньхуан

Море света

Все хотят фото с нами

Все сделано для привлечения туристов, Китай активно вкладывает деньги во внутренний туризм. Здесь на нас больше не смотрят как на пришельцев, изредка здесь встречаются западные туристы.

Старый город превращен в туристическую достопримечательность.

Сейчас упремся в песок

Среди гигантских песчаных дюн (100-200 м) находится тот самый, виденный нами на фото, живописный оазис вместе с дворцом.

Вот оно, эпичное фото из Дуньхуана

Можно гонять на сэндборде

Эпичное фото

Жанна купила селфи-палку...

Рядом куча развлечений: катание на борде по песку, поход на верблюдах, полет на мотодельтоплане. В Китае все массово, если уж поход на верблюдах, то участвуют обязательно не менее сотни человек. Место туристическое, фото весьма и весьма эпичные. Правда, знаменитое серповидное озеро оазиса уже почти пересохло, превратившись в небольшую исчезающую лужицу.

Про связь

Путешественники должны знать — связь в Китае штука особенная. Начну с того, что некоторые популярные Интернет-ресурсы просто блокированы: Youtube, Facebook, Google, Instagram и даже Вконтакте. Обычными способами войти в них получится. Решаются такие сложности использованием VPN — virtual private network. В этом случае это специальная программа, устанавливаемая на айфон, андроид, компьютер, которая отправляет информационный поток определенным путем, через посредника, открывая доступ к закрытым ресурсам. Хотя и это не всегда может работать.

Мобильная связь очень распространена в Китае. В основном передача данных происходит по 3G. В небольших городках это по-прежнему EDGE. Покупка местной симки решает проблему связи. Но есть ряд сложностей. Не везде симку продадут иностранцу, а если она у вас есть, то легко попасть на Интернет-роуминг. Это та неприятная ситуация, когда ваши деньги очень быстро закончатся при смене региона. Было 100 мб трафика, и тут же его нет. Все израсходовалось. Из прошлой поездки я привез пригоршню таких симок.

Нам повезло, нашим информационным партнером был МТС. Это позволяло нам пользоваться как голосовой связью, так и передачей данных. Не надо было бесконечно бегать и докупать симки, класть деньги на счет местной карты. Мы сделали еще одно небольшое, но очень полезное открытие: если использовать роуминг данных на родной российской симке, то запретные социальные сети не блокируются. Видимо, оператор связи понимает, что финальный пользователь иностранец, у него и так все хорошо с доступом к этим ресурсам дома. Обрадованные такой возможностью, мы использовали один из телефонов в качестве модема, через который текли данные в соцсети, передавались репортажи на ftp-серверы ГТРК «Новосибирск», заливались ролики в Youtube.

Дорога в Тибет

Наш дальнейший путь лежит в Тибет. От Голмуда начнется дорога в Тибетский автономный округ. До Голмуда нам придется проехать около семи сотен километров.

Дорога в Тибет. Справа железная дорога

Погода резко меняется

Все строят и строят

По моим впечатлениям от размера на карте Голмуд должен быть весьма большим городом. Но к нашему удивлению город напоминал больше деревню-переросток, нежели город. Просто провинциальный городок, населенный этническими монголами. Нам запомнился визит в один из китайских ресторанов. Попав в него, мы поняли, иностранных путешественников здесь почти не бывает. Весь ресторан мгновенно стих, все с удивлением уставились на нас. Поскольку с нами не было нашего гида, Али, заказ еды превратился в увлекательное шоу. Возможно, мы бы ничего и не заказали, поскольку в меню не было картинок. Но одна из посетительниц немного владела английским. Это был ее звездный час. Говорила она весьма и весьма посредственно, но этого хватало для того, чтобы получить ответы на основные вопросы. Спустя 20 минут, мы уже радовались принесенной еде. Но куда больше радовались официанты, окружив наш стол плотным кольцом, беспрестанно щелкая телефонами.

Собрался весь ресторан

Мы просто чудо в Голмуде!

Вдруг кому-то из них пришла в голову идея сделать селфи «с большим белым человеком». Следующие полчаса сотрудники фотографировались со всеми нами, было очень весело и душевно! В конце вечера они пригласили нас на кухню и на камеру исполнили что-то на подобии гимна ресторана, свою корпоративную песню.

Для проезда по Тибету мало просто китайского гида, нам нужно взять на борт тибетского проводника, он будет контролировать наш проезд по Тибету. В дополнение к Али мы получаем второго гида — Дорджи. Он будет ехать с нами до самой границы Тибета и Юннаня. Памятуя о высотной болезни, мы покупаем пару десятков баллонов с кислородом.

У нас есть воздух!

Счастья много не бывает, пусть лучше баллоны останутся. На всякий случай запасаемся препаратами для борьбы с горняшкой. Помимо дексаметазона и диуретиков, берем что-то очень рекомендованное китайскими врачами. В ближайшую пару дней нам предстоит взлететь на своих авто выше 5000 м. В Тибете самые высокие дороги в мире.

Дорога в Тибет идет везде

Хотя Голмуд и находится не в Тибетском автономном округе, ограничения начинаются прямо на заправке. Здесь уже нельзя залить дизтопливо в канистры, только в баки. На первом же КПП мы застреваем на несколько часов. Как всегда, какие-то проблемы. Здесь нас заставляют избавиться от запасных канистр, от всех, включая пустые. Меры безопасности для Тибета. Чтобы никто себя не сжег в знак протеста и ничего не взорвал. Удивительно, конечно, но эти канистры можно легко купить дальше.

Выбросить все запасные канистры, купленные в Новосибирске? Но разве для этого мы их брали? Долго, с шумом , препираниями и глубокими вздохами мы несем три пластиковых канистры к большой куче уже выброшенных разномастных канистр. С глубоко траурным видом мы расстаемся с этим имуществом. Хотя на самом деле, пока мы долго их доставали, остальные 6 хороших, качественных канистр мы успели перепрятать подальше. Выбросили мы самый дешевый, протекающий неликвид. Спустя пару часов стояния на посту, мы выясняем, что Али дальше ехать не может, не хватает какой-то бумажки. Вполне обычная проблема для Китая. Он приедет через несколько дней в столицу Тибета, Лхасу, на поезде, а пока мы отправляемся без него.

Важная составляющая движения в Китае — это контроль скорости. С современными техническим устройствами в виде камер все понятно. Но очень часто используется другой подход в контроле скорости. Как правило, это для малонаселенных районов. На одном из постов вы получаете бумажку с отметкой текущего времени. В документе сразу написано, не ранее какого времени вы должны добраться до следующего поста полиции. Например, следующий пост через 70 км, на его прохождение отводится два часа. Если вы заявитесь раньше, то это штраф. Как правило, согласно полученным документам средняя скорость движения должна составлять от 35 до 50 км/ч в зависимости от обстановки. Часто все приезжают раньше, поэтому за километр до поста ГАИ можно увидеть очередь выжидающих автомобилей. Мера, на мой взгляд, очень неэффективная, поскольку местные водители все равно гоняют на большой скорости, а потом просто пережидают перед пунктом пропуска.

Дорога колоритна. Мы проезжаем через реки, горы, мимо военных баз. Дорога упорно поднимается все выше и выше, мы взлетаем на Тибетское нагорье.

Весь в движении

Качество дороги резко падает. Она становится узкой, неудобной, с постоянными выбоинами, ремонтами и объездами. Именно на таких дорогах проявляются худшие качества китайских водителей. Заторы, как правило, формируются исключительно из-за низкой культуры водителей. Любовь вылезти на встречку и создать затор просто неистребима. Устав от таких заторов, мы объезжаем одну из пробок прямо по закрытой еще недостроенной дороге, преодолев заграждение в виде кучи песка. Всю дорогу мы движемся вдоль самой высокогорной железнодорожной дороги мира.

Самая высокогорная железная дорога мира

Эта необычная железная дорога

Она соединяет северные районы Китая с Тибетом. Уникальное сооружение, по ряду параметров поставившее рекорды. Местами дорога идет выше 5000 м над уровнем моря. Вагоны герметичны и оборудованы кислородными масками, поскольку такую высоту неподготовленному человеку перенести очень непросто. Дорога идет через озера, реки, распадки. Монументальное сооружение.

Ближе к полуночи мы пересекаем границу провинции Цинхай и Тибетского автономного округов. Теперь мы официально в Тибете. Ехать все труднее, недостаток кислорода сказывается. Температура за бортом падает до 0 градусов, мы пересекаем рекордные 5220 м в темноте.

Высочайшая точка этапа

Один из Хайлюксов (2,5 литра на 35-х колесах) использует пониженную передачу на подъеме. Все же имеет смысл позже поменять главную пару для компенсации увеличенного размера колес. 3-литровый Хайлюкс на автомате на такой высоте трогается очень нехотя, временами кажется, что тоже нужно включить пониженную. Только когда обороты подходят к 2000, чувствуется рывок, в работу включается турбина. На нем тоже, похоже, придется менять главные пары, ставить другое передаточное число. 80-ка нещадно дымит то черной копотью, то странным белым дымом, похоже, у нее тоже «горняшка». Хотя ее 4,2-литровый двигатель вытягивает машину под облака. Наши мысли на такой высоте становятся все путаней, усталость накапливается все быстрее.

Дороги Тибета освещаем в отдельном репортаже для канала «Россия»

Ночуем в маленьком городке Амдо на высоте 4700 м.

Такой вот отель в Амдо

4 кровати в номере

Ярко выраженной горной болезни нет, но сон уже не такой глубокий, и голова соображает не так быстро. Первые признаки кислородного голодания. Начинаем понемногу пользоваться кислородными баллонами. Пара вдохов мгновенно проясняет сознание, сразу хочется жить и двигаться вперед.

Хотя на некоторых участников кислород влияет несколько неожиданно. После нескольких вздохов на Жанну нападает феерия, она безостановочно хохочет и веселится. Чудеса кислородного опьянения)

Несколько сотен километров до Лхасы даются нелегко.

Виднеется Гималайская гряда

На Лхасу!

Колоритные дома вдоль дороги

Пастух

Он нас узнал

В небольшом тибетском городке мы производим фурор.

Тибетцы запросто сами открывают наши авто

Любопытный

Небольшой Тибетский городок

Постоянные проверки полиции, мы насчитали около 12-15 блокпостов на отрезке Голмуд-Лхаса! А это всего 1000 км пути. Как нам пояснил гид, все очень и очень усилено полицией. Скоро празднование 50-летия Тибетской Автономии, ожидается приезд генерального секретаря Коммунистической Партии Китая Си Цзиньпина в Лхасу. К его приезду все должно быть идеально красиво, чинно, без смуты и иностранцев. В общем, нам еще повезло, совсем скоро въезд иностранцам в Тибет будет временно закрыт. Этим и объясняется неимоверное количество блюстителей порядка, военных, строгостей и проверок. Проверки бывают разные, от пары минут до пары часов, как повезет. Поскольку мы на своих российских машинах, проверяют нас чаще.

Эти бесконечные проверки на постах полиции

Медленно, но верно преодолеваем все препоны, добираемся наконец-то до столицы Тибета Лхасы.

В Лхасе

В Лхасе мы второй раз, но это не мешает вновь получить несказанное удовольствие от этого города. Временами мне казалось, что мы на съемках исторического фильма. Еще немного, и все актеры оденутся в обычную одежду, движение диковинного транспорта остановится, а дома окажутся просто фанерными декорациями. Здесь все как много веков назад: одежда, молитвенные барабаны в руках, буддистские ритуалы прямо на улице. Иногда кажется, что мы куда более экзотичные личности здесь, чем мы думаем. Многие жители столицы останавливаются и просят сделать фото с нами. За день набирается добрый десяток желающих. В общем, это и понятно, европейские лица здесь крайне редки. Не любит Китай пускать в Тибет иностранцев, без специального пермита въезд сюда закрыт.

Мчим в самом центре Лхасы

Традиционные тибетские флажки

Типичная улочка

Фото с нами это экзотика

Дворец Потала

Самый громкий транспорт Лхасы

Шарик!

Ахтунг!

Утром первого же дня мы видим удивительное зрелище, на небе эффект гало. Причем очень яркий и колоритный. Народ на улице дружно фотографирует это очень уж нетипичное для этих мест зрелище.

Почти нимб

Гало

Лхаса продолжает удивлять.

Монашеские прения

Повсюду свастика

Ну ооочень большой барабан

Стена поклонения

Как будто на съемках фильма

Ю решила войти в контакт

Нужно записать репортаж для «Россия 24». Наш тибетский гид Дорджи предупреждает: никакой профессиональной видеотехники! Будут обязательно проблемы, про коптер до конца Тибета нужно забыть, иначе есть риск быть обвиненными в шпионаже. Берем зеркальный фотик Canon 6D, маленький петличный микрофон теперь под майкой, в кармане небольшой диктофон, в руках простенький монопод. Теперь мы обычные туристы, для вида фотографируем все подряд. Записывать стендап на фоне главного символа Тибета, дворца Потала, было очень нервно. Все время казалось, что сейчас прибежит тот самый полицейский снизу, который нас только что досматривал. Тем не менее, все удачно получается, репортаж готов:

Вечером направляемся в лучший европейский ресторан в Лхасе — «Дуня» .

Ресторан «Дуня»

Ночная Лхаса

Мы жутко устали от китайской еды, острой и необычной. Мы всё готовы отдать за порцию чего-нибудь совершенно обычного. Место просто прекрасное! Публика в основном западная, есть привозное голландское пиво. Хозяин заведения колоритный голландец, открывший это заведение добрых двенадцать лет назад. С полчаса его уговариваю заснять небольшой фрагмент видео для нашего фильма о том, как он открыл ресторан, кто туда ходит и т.д. Он соглашается только после моих заверений, что вопросов о политике не будет. Иначе его бизнесу в Тибете может очень быстро прийти конец. Вечером Лхаса прекрасна! К приезду Си Цзиньпина ее дополнительно осветили.

В Лхасе наступило время технического обслуживания внедорожников.

От Новосибирска мы проехали почти 10 000 км. Нужно сменить масло, фильтры и в общем проверить, как наши машинки. На черном Хайлюксе помимо стандартных замен нужно решить проблему с развалом, ибо машину постоянно тянет влево. На удивление все хорошо с техническим состоянием, местные мастера меняют все, что нужно. Топливные фильтры засорены некритично, все же топливо в Монголии оказалось не настолько плохим, как мы думали. На одном из Хайлюксов немного порван пыльник, 80-ке нужно подтянуть один из передних ступичных подшипников. Больше всего времени занимает регулировка развала. Только с третьего раза я удовлетворительно киваю во время тестовой поездки. Теперь все в норме, мы можем ехать дальше!

Смена фильтров

Шприцуем крестовины

Балансируем передние колеса

Меняем масло

Ни одно из запланированных за последние 5 лет путешествий не проходило полностью, как задумано. Так происходит и в этот раз. Весной в Непале произошло крупное землетрясение, с многочисленными жертвами и разрушениями. Большинство крупных дорог было повреждено, в том числе единственная дорога в Китай. Долгое время продолжались последующие подземные толчки — афтершоки. Мы до конца надеялись, что дорогу из Китая расчистят и откроют, по крайне мере официальные власти об этом заявляли. Но сейчас нам становится ясно, что Непал как минимум до октября для нас закрыт. Дорога не расчищена, продолжаются слабые толчки, местами эпидемии. Социальная напряженность возросла, сложно будет путешествовать среди разрушенных городов и обездоленных людей. После размышлений, где же нас могут дождаться наши машины до следующего этапа, мы решаем двигаться в самую близкую и беспроблемную страну — Лаос.

Головокружительный путь в Юннань

В этот раз мы проедем высокогорными дорогами Тибета и Юннаня. Тем самым интересным маршрутом, что мы не смогли проехать два года назад. Едва мы выезжаем из Лхасы, как начинается яркая зелень.

Началась зелень

Это необычно для Тибета, поскольку цвет выжженной земли нам куда более привычен как с северного пути, так и с западного. Каждый следующий день будет сюрпризом. Пейзажи будут меняться очень и очень быстро. Уже через несколько часов мы чувствуем себя как будто мы на Алтае.

Человек 10-12 в кузове

Мост сильно качается

Гималаи

Эмоции переполняют

Похожий на алтайский лес, горы, чистые реки. К сожалению, начинаются так нелюбимые нами «гонки». Поскольку у нас добавилось более 2000 км маршрута, то и график движения теперь совершенно иной, приходится торопиться. Расстояния в 300-400 км мы преодолеваем с раннего утра и до позднего вечера. Нередко день оканчивается за полночь. Движение очень и очень непростое. Дороги узкие, горные. То путь взлетает выше 5000 м, то падает ниже 2000 м. Больше похоже на космос.

Китайские водители — это страх. Они не смелы, они безрассудны. Сначала они делают, а потом думают. Пойти на обгон в глухом повороте на узкой горной дороге? Легко! В один из таких дней нам прямо в лоб вылетела маленькая легковушка, мы просто остановились, легковушка смогла затормозить в метре от нас, иначе было бы лобовое столкновение. Все это запечатлел видеорегистратор. Несколько раз мы порывались выйти наружу и путем физического воздействия повлиять на сознание водителей. Разумеется, мы ни разу этого не сделали, но иногда было тяжело удержаться, ибо эти товарищи рискуют не только своими, но и нашими жизнями.

На второй день движения из Лхасы наш тибетский гид Дорджи нас очень торопит. Говорит, что сегодня будет самый сложный участок дороги, и если мы не успеем проехать там до 11 утра, то мы застрянем на целый день. Нам нужен этот участок еще для одной цели. Именно там случилось нечто ужасное четыре года назад, когда участник нашей команды Владимир Дулинец ехал по этому маршруту.

Утро начинается невероятно! Мы поднимаемся выше облаков на одном из перевалов.

День начался под облаками

На перевале

Сказочно

Нам по этой дороге

Мы втречаем десятки собак в каждой поездке

Так хочется здесь просто остановится и постоять, но гид торопит. Как мы позже выяснили, совсем и не зря.

Мы подъезжаем к очередному КПП. Движение закрыто, это начало узкого, сложного и опасного участка реверсивного движения, длиной около 30 км. Нам нужно дождаться, пока встречные машины проедут, полиция закроет въезд с той стороны и откроет движение с нашей.

Селфи с большим белым человеком

Ты готов ехать дальше????

Насобирали )

Пробка

Перед нами несколько десятков машин. Однако вскоре на дороге начинается то, чего мы очень не любим. Особенно ретивые китайские водители объезжают нас и начинают заполнять встречную полосу движения. Это означает, что вскоре встречный транспорт не сможет проехать и начнет накапливаться. Мы такое видели не раз. Поскольку полиция бездействует, то мы отправляем одного разведчика с рацией вперед, а сами блокируем встречную полосу одной из машин. Пропускаем только встречные. Никакие сигналы сзади не могут поколебать нашу решимость. Позади уже десяток очень ретивых водителей, но мы их заставляем ждать. Если порядка тут нет, то его наведем мы. Через полтора часа нас пропускают вперед. Как выяснится позже, нам очень даже повезло. Встречный поток ожидал более 5 часов своей очереди.

Асфальт быстро пропадает, дорога становится очень узкой, настолько, что проехать может только один внедорожник, разойтись с кем-то не получится. Вдруг на одном из пыльных горных поворотов нам прямо в лоб упирается... длинномер.

Нужно с ним разъехаться

В чем же суть реверсивного движения, если машины в одну сторону не закончили еще ехать? Это Китай, здесь возможно все... За нами приличная колонна из легковушек, назад сдать уже не получится. Водитель грузовика трезво оценивает шансы, садится за руль и долго, мучительно сдает назад, пока не находит нечто похожее на карман. Туда он и пытается уместиться. Медленно, на грани фола, мы расходимся с грузовиком по краю пыльной дороги. Ограждения нет, небольшая ошибка рулем, и твое транспортное средство сорвется с обрыва. Лететь добрую сотню метров вниз.

Необычные черные свинки

Здесь был оползень

Можно отдохнуть

Едем медленно, Владимир ищет место трагедии. На одном из асфальтированных участков мы останавливаемся. «Здесь» говорит Владимир. В 2011-м году Владимир и его товарищ Денис отправились из России до Малайзии на своих машинах. Дорога проходила как раз здесь. За полчаса до трагедии, гид пересел в машину к Владимиру, Денис оставался в своем кемпере один. Абсолютно достоверно картину восстановить сложно, но вероятней всего Денис засмотрелся на потрясающий пейзаж вокруг. Тем более, что осенью это выглядело еще интересней. Тогда в этой части пути не было ограждения, кемпер Дениса слетел с дороги и упал с 70-метровой высоты вниз. Шансов выжить у него не было, машина взорвалась и загорелась... Наша задача отметить эту точку на GPS и на самом месте трагедии. Осенью друзья хотят установить в этом месте памятный знак.

Место трагедии

Пошел ливень

Отмечаем место для памятника

Параллельно строится большое современное шоссе. Четыре года назад его и в помине не было.

Как жаль, но мы едем по старой дороге

Новый мост почти готов

Возможно, в следующем году оно уже войдет в эксплуатацию, тогда путешествие этим путем будет существенно быстрее и безопаснее. А пока мы вынуждены карабкаться по горам и обрывам. Окружающая нас зелень уже превратились в тропическую. Видны пальмы, лианы. Мы все ближе и ближе к тропикам.

И с белой девушкой

Сладкая парочка

В следующем небольшом городке мы идем на завтрак, а попадаем... на свадьбу! Все произошло очень быстро и совершенно случайно. Началось с того, что мы услышали петарды, они рвались недалеко от наших авто, припаркованных в центре. Тут же подъехала целая свадебная процессия, пока мы разглядывали место взрыва, толпа увлекла нас прямо на празднество. Уже через пару минут мы сидели за столом и поясняли, что вообще-то мы из России и просто проходили мимо.

Свадебный стол

Но это нисколько не смущало особенно активного родственника то ли жениха, то ли невесты, и он начал нас водить по залу представляя гостям. Всем было очень весело) Жаль, что мы не смогли остаться подольше, о том, что надо идти, напоминали настойчивые звонки нашего гида Али.

Окружающий пейзаж напоминает Памир.

Почти Памир

Растительности почти нет, только яркие горы и прозрачные реки. Местами над дорогой нависает кусок скалы, напоминая о том, как тяжело давались эти дороги строителям.

Опять взлеты и падения.

Голова идет кругом

Самый долгий подъем

Мы почти на уровне снега

Шоссе идет вокруг горы

Работаем

Как всегда кто-то сзади

Бесконечный подъем

Смотровая площадка

Контакт с детьми

Очень непривычно выглядит картина террасного земледелия, прямо как на картинке.

Подъемы и спуски становятся все более затяжными, занимая по 2-3 часа. Хоть это и нелегко, но такой радости от высокогорья мы давно не получали. Мы почти летим на машинах, на сумасшедших высотах. Когда едешь по достаточно ровному Тибетскому нагорью, узнаешь о том, что ты на сумасшедшей высоте только по приборам. Здесь все гораздо более осязаемо. Высоту и опасность чувствуешь всеми фибрами души. Заглядывать за край дороги бывает страшно. Иногда там сотни и сотни метров обрыва. Повороты на 180 и даже 360 градусов. Местами вообще нет ограждений и приходится интуитивно жаться к скале. Движение где-то на уровне облаков, где-то далеко внизу можно рассмотреть небольшие городки.

Зайки )

Мини-городок

Внизу проплывают городки

Строения ютятся по скалам

Так делают дороги в КНР

Дорога никогда не кончится

Бесконечная лента дороги ведет нас сквозь горы. Если ты видишь на противоположенной горе тонюсенькую ленту горной дороги, то нужно понимать — через час другой ты будешь там. Это наша дорога.

Новый мост

Страшно стоять на краю дороги. Временами нет огрождений

Аж дух захватывает

Дорога мечта

Слоистые горы

С раннего утра и до позднего вечера. Периодически в слышно разговоры по рации, Вова, Эльшан и Витя обсуждают, кто на какой передаче поднимается на перевал. На этом моменте я осознаю, что вообще об этом не думаю. Я всю жизнь был уверен, что автомат на внедорожнике это для слабаков. Сейчас я получаю истинное удовольствие от вождения с такой коробкой передач, больше я не сомневаюсь. Как ответил один мой знакомый о его мнении при выборе коробки: «Это вопрос религии».

Опять пугают китайские водители. Помимо езды на грани, к которой мы уже привыкли, начинаются совсем уж пугающие вещи. Вова едет в авангарде, по рации предупреждает о разных опасностях. «Впереди грузовик без фар», — рапортует передняя машина. Автоматически отмечаю про себя, что мы ее должны встретить минут через десять, поскольку наша колонна растянулась по горам.

Ночное фото

На улице кромешная тьма, дорога не подсвечивается. Мы спускаемся узенькой, извилистой дороги с высоты 4000 м. На дороге мы одни. Хоть я и держу в голове все предупреждения, прозвучавшие по рации, грузовик меня пугает так, что я просто подпрыгиваю за рулем! Представьте себе, как на очередном повороте наши фары выхватывают длинномер, движущийся навстречу. Без фар! Вообще без ничего! Ни фонарика, ни зажигалки, никакого признака бортового огня. Как этот фаталист едет в гору без света в кромешной тьме? Ведь в ближайшую минуту после наших огней он вообще ничего не сможет разглядеть, так устроен человеческий глаз. Да и после минуты тоже не сильно много можно увидеть. Мы останавливались на 10 минут не так давно, хоть глаз и привыкает к темноте, но дорогу не рассмотреть даже примерно. Одна ошибка, и многотонный грузовик будет долго кувыркаться вниз.

Скоро Тибет заканчивается, за несколько дней мы опустились на территорию тропической провинции Юннань. После городка Шангри-Ла дорога меняется. Нет больше острых гор. Теперь это не узенькая дорожка между гор, а отличное разделенное четырехполосное шоссе. Комфортные зоны отдыха, города с высотными домами. Так мы соскучились по скорости, что я разгоняю свой Хайлюкс до рекордных 163 км/ч. Навряд ли я смогу повторить это где-то еще на нашем маршруте. Как минимум в этом году.

Ура!!!!

Постоянно проезжаем тоннели

Как только дорога стала легче, появилось свободное время, мы начали пополнять коллекцию дорожных знаков Китая. В основном знаки похожи на те, что мы привыкли видеть дома, в России. Но есть откровенные креативы. Бывало так, что мы добрых полчаса по рации спорили, пытаясь понять, что же именно имели ввиду авторы того или иного произведения. Хороши знаки, предупреждающие о вреде алкоголя, опасности заснуть за рулем. В общем, все по-китайски, по-своему.

Не сори ))

Мы второй раз в столице провинции Юннань в Куньмине. «Город вечной весны» называют его китайцы.

Куньминь

Центр Куньминя

И действительно, там снова, как и два года назад, идет дождь. Мы не входим на стандартный паркинг отеля, нам дают отдельное место.

Про чай

Последний город перед границей — Джингхонг. Здесь наконец мы можем купить побольше чая в дорогу. С чаем у нас отдельная история. До Юннаня это было сделать почему-то весьма непросто. Удивление началось еще в начале пути, в Синьцзяне. Тогда на нашу просьбу налить черного чая нам наполняли стаканы какой-то странной, почти бесцветной и безвкусной жидкостью. «Да, да! Это же черный чай!» — убеждали нас уйгуры. Дальше, в Тибете, было вообще все непросто. «Вам чай??????» — с таким чувством глубочайшего удивления, недоверия и даже презрения (вы что, еще чай пьете?) отвечал нам официант в ресторане, что мы начинали подозревать, что спросили что-то не то.

Часто ответы сотрудников отеля были просты и прямы: «Чая у нас нет, вот наливайте просто кипяток и пейте». В одном из отелей мы предусмотрительно из номера прихватили пакетики с надписью «organic tea», но вместо чая в нем оказалась... гречка. Зачем, так и осталось тайной. Все это выглядело как минимум странно: Китай и Индия два самых больших в мире производителя чая. Как это ни парадоксально звучало, чай в Китае купить можно не везде. Сейчас мы компенсировали все те разы, когда нормально не смогли испить чаю. Теперь у нас есть несколько разновидностей Пуэра, просто зеленого чая, черного и красного чаев. Счастье есть.

Заросли чая в Пуэре

Прощание с Китаем

Мохан городок туристический. Все больше он уже похож на курорт Юго-Восточной Азии и все меньше на Китай. Все весело, позитивно, с большим воздушным шаром на центральной площади. Мы уже чувствуем, что с Китаем пора прощаться.

Центр Джинхонга

Это всегда смешанное чувство. Надоели до смерти проверки и вездесущая полиция, безумно острая еда, головокружение и тупость от горняшки. Но с другой стороны, где еще получить столько впечатлений и удовольствия? Попасть в пустыню, подняться на 5000 м в авто, помокнуть под дождем тропиков. Мы покидаем Китай довольные и счастливые. Впереди нас ждет тихий и спокойный Лаос, а также знакомый Таиланд. До встречи, дорогой Zhonguo, мы сюда еще вернемся. Нам нужно проехать восток Китая на пути домой. Через полчаса, быстро оформив документы, мы уже перед шлагбаумом Лаосской Народно-Демократической республики.

Молодцы, супер!!!

Вааще молодцы
Заказ автобуса-микроавтобуса-Красноярск т.251-28-28
Dimasik42
Огонь!!! Сибирь молодцы!!!)

Пограничницу мог бы и приобнять!

Леха молодец! Так держать, ждем продолжения!
Bighorn, 1995, UBS69GW, Lotus, 4JG2, АКПП, Мех раздатка, Tough dog.

Просто супер!

Кемерово-Симферополь
Круто. Просто круто.
Башуров Денис Александрович
Это очередной золотой фонд - 100%
banich
о как.... несколько раз был в Китае, правда в основном в Пекине, и по разу в Ченду, Гуанчжоу и ГонКонге, но блин, это не идет ни в какое сравнение с пройденным Вами маршрутом.
Просто браво :)

Мега! Ждем продолжения ))

Китай - это круто! Другой мир. Но как сложно и дорого в него попасть на авто!
TLC Prado 150, 2,8D, TXL, 2019 год, правый руль

Костанай
хорошо съездили, пофотали, описали - молодцы!!! с такой большой, загадочной страной граничим, а знаем немного про них.

На заднем плане третьей фотки снизу "Центр Куньминя" - джетта с мордой пассат б4 - интересно, это наколхозили или выпускалась такая машина?

Фото на права с улыбкой - это пять!

Роскошно. Шикарный рассказ. Впечатления от прочтения невероятные, представляю как это всё прочувствовать :)
есть два типа людей:
-первый тип
-и второй тип.

Горы Тибета хороши. 5000 метров - только подумать!

Ну что сказать, очередное умопомрачительное повествование.1 этап заканчивается. Алексей Вы говорите что такие (слоистые необычные горы) встречаете впервые, НО как же в Киргизии на южной стороне Иссык-Куля (тоже горы Тянь-Шаня) есть места горы с такими как раз слоистыми необычными по свойствам горами. Я там жил и мне знакомы такие горы.
CR-V 2008г.в.
RE7, K24Z4
CRV 1999г/в
RD2, B20B

Отлично!Мечта! А сколько стоит въехать в Китай?

После прочтения, было много слов.......
Но скажу одним словом, по Россейски...
ОХР...ть

Умопомрачительное путешествие, интересный отчет.

Жил год в Китае, правда почти 20 лет назад и совсем в другой его части - в Манчжурии. Кое-что изменилось до неузнаваемости, а кое-что совсем не меняется. :)

2:5090/24
Дочитал не с первого разу - КРАСАВЦЫ все!
Круто!!
Завидую - сколько времени у людей....

владивосток
Денис погиб из - за китайского ремонта. Китаец поставил ему детали подвески самодельные, которые не выдержали нагрузку. И это единственная причина его гибели. Так что, путешествующим по Китаю надо быть внимательней, расходники менять без проблем, а серьёзный ремонт надо делать с настоящими запчастями, а не самодельными.

Дорога не должна кончаться! Жду продолжения рассказа о пройденном пути!
Спасибо!!! Очень увлекательно !!!

отличный отчет, читается на одном дыхании. удачи по жизни.

фантастика, Новосиб - город путешественников

Алексей, с предыдущей машиной все?...

Все очень круто,жду следующий этап.

Не припоминается такой высококлассный материал по Китаю

Вот это настоящее путешествие, а не поездка на отдых : Алтай, Байкал, Крым.
Вот сейчас воочию вижу, что мы вдвоем, точно бы не потянули финансово Китай, да плюс Карнет за "Таху", на которой предлагал ехать Питер.

nicman:
Алексей, с предыдущей машиной все?...
Поддерживаю вопрос, ну и естественно присоединяюсь к восторженным оценкам.

Забайкальский край
Эээх с вами бы)

Я офигел,спасибо.

Кемерово-Симферополь
Очень жду вашего проезда по уже знакомым странам: Пакистан, Иран.
Если все путешествия будут подобные - отчеты будут появляться раз в два-три месяца. Вы этого хотите?
Круто! Аж заворожили...

Автор это в 2011 году погибший кажись он был на синем фолцвагене мультивэн? вот с тех пор я все думаю, как я помню в том рассказе он несколько раз заезжал на СТО были какие-то ремонты, тех обслуживание Бусика, и вот что я думаю похоже он погиб из-за отказа тормозом мне кажется механики ему что-то не докрутили что причиной стало отказ тормозной системы
Peterbilt CAT С15

сидор шлибензон:
Сейчас только увидел похоже я не один так думал
Peterbilt CAT С15

titchenko1:
Нет не будут. Просто из этих традиционных направлений можно отбирать, действительно, интересные отчеты. А можно, как сейчас делается, заполнять сайт дежурной "рудой", на которую комментарии, в основном, типа, "мололец", "Хорошо сгоняли", " а чо по чем?", людей, которые пятую точку никогда от дивана не отрывали.

Stim213:
Пограничницу мог бы и приобнять!
Постеснялся )

passatovod79:
И то и другое равновероятно. Наколхозить они могут и в заводском масштабе. Многие китайские авто, просто ворованные иностранные авто. Перед нами Паджеро, а на самом деле китайская копия.

}{ond@:
Я достаточно хорошо помню юг Иссык-Куля, долину Инылчека, но там все равно горы другие. Именно такие впервые встретили.

сидор шлибензон:
Не знаю откуда такое мнение. Но Владимир, самый близкий очевидец произошедшего, весьма скептически отзывается о такой версии.

Очень жду вашего проезда по уже знакомым странам: Пакистан, Иран.
Да, перед нами они ) Надеюсь с вами связаться в ближайшее время. Есть вопросы по этим чудным странам.

nicman:
Алексей, с предыдущей машиной все?...
Предыдущая машина восстановлена до отличного состояния. В эту поездку мы решили унифицировать все авто. Посему теперь в команде три Хайлюкса и одна 80ка. Очень удобно и полезно. А Навару к сожалению продаю.

monomatik drill:
Я видел место трагедии. Там не было ограждения, когда все это произошло. Думаю, что торможение здесь ни при чем. Одно неверное движение рулем или отвлечение на окружающую среду и все...

monomatik drill:
... да и возможная скорость на том участке была километров 30 в час.
Kettler
Молодцы! Давно смотрю ваши видео и читаю отчеты.
это не то, что тут обычно выкладывают под заголовком типа: "ЭКСПЕДИЦИЯ из Москвы к чёрному морю ;-). Кода полный фильм выйдет на YT и интересует бюджет поездочки (если возможно)

нет слов!просто супер! молодцы ребята

kamerzanov:
Reiser:Вот это настоящее путешествие, а не поездка на отдых : Алтай, Байкал, Крым.
Очень жду вашего проезда по уже знакомым странам: Пакистан, Иран.
Спрашивайте - отвечаем! :-)
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции

Петербург
Кстати, напиши мне (лучше на рабочую почту) - хочу с вами какой-нибудь участок вместе проехать. С точки зрения пользы команде - родные Италия и Канада, хорошо знакомые Скандинавия, Мексика и Штаты. А для себя хотелось бы опять в Пакистан чтобы на этот раз в Иран, и из Мексики в Панаму.

Петербург
И вот про этот трагический момент - мы его тоже на своем драйве из Владика в Магадан этим летом вспоминали, Дима (Ocean2Ocean) много рассказывал. Что тут сказать...

Видел Вашу машину в продаже! Очень интересное Авто, но люди, зная Вашу известность, знают и историю этого автомобиля! Я уверен, что найдется "свой" покупатель, который с радостью потом скажет.."эта машина была в Тибете"! .. Были бы деньги - ябвзял!))) С Уважением к Вам Алексей! Слежу за Вам! В Добром смысле!)))
Приму в дар квартиру, можно частный дом, машину, уверяю, харя не треснет.

За В_а_м_и т.е.! Долбаный Андройд)
Приму в дар квартиру, можно частный дом, машину, уверяю, харя не треснет.

Ай класс!.. :)
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..
Popeye
Симферополь
Интересно почему не выбрали супер надежные GL LR RR Touareg )
На фото везде асфальт, зачем было таких крокодилов брать.Можно и на обычных седанах с комфортом

Очень круто!
Читается на одном дыхании.
Огромный-преогромный вам респект! Завидую по-белому.

Зря Сталин И.В. отдал Китаю Советский Туркестан, сейчас бы Урумчи был бы Российским...((( Уйгуры классные повара, вкусно готовят! Кстати, Мурат Насыров "Мальчик хочет в Тамбов!" - уйгур по национальности.

Путешествие - на высшем уровне, зря только, что не смогли растянуть по времени.
Мой отзыв: BMW 1-Series 2008
19160
Отлично, молодцы!
Вначале фотоотчёта обратил внимание, что на Хайлике правое переднее с внешней стороны изношено достаточно сильно. Сразу пришла мысль - Спешили и после лифта подвески уехали в экспедицию не обкатав и не сделав сход-развал повторно.
Пожелания - С минимальными поломками и в полном составе вернуться в НСК после кругосветки.
Удачи!

Kettler:
Молодцы! Давно смотрю ваши видео и читаю отчеты.
Очень непросто посчитать бюджет, ибо у каждой страны он свой. Если интересно по Китаю, в личку могу написать

Интересно почему не выбрали супер надежные GL LR RR Touareg )
может потому что для кругосветки нужна самая распространенная марка в мире?))

Popeye:
а вы первую часть посмотрите и посчитайте по пальцам места где асфальт: https://travel.drom.ru/35065/ а у нас еще много стран, где асфальт будет редкостью. Машины мы готовили для серьезных испытаний.

19160:
Отлично, молодцы!
Удачи!
Именно так! развал хоть и сделали, но машину вело. Исправили только в Тибете.

Вот действительно интересный отчет! Не только отличные фото, достопримечательности, но ценная информация, которую полностью не соберешь, даже прошестив весь инет.

Молодцы просто мегокруто, шпионили за нашим юго-восточным соседом и сделали отличный фото и видео отчет.
Мой отзыв: Suzuki Jimny 2008

Как всегда, отличное приключение, очень качественно изложено.

Михаил
Молодцы парни! Теперь знаю куда ехать на машине путешествовать))))

хорошая поездка!
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado

Boris-Kozyrev:
Умопомрач ительное путешествие, интересный отчет.
Манька изменилась в гугле фоты посмотри
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado

Я Прочитал :)
возьмите меня с собой)
inst: temych2083
ОСАГО и ТО
Ингос, РЕСО Альфа и др
+ Стр. ИПОТЕК, низк. тариф

Интересно почитать, но пока боян, уже все было ))

Супер поездка!Сам собираюсь к ускоглазым братьям.

Анапа
Молодцы ребята ! Круть ... Дай Бог вам ни гвоздя ни жезла !
держу хвост пистолетом

kamerzanov:
Детали подвески изготавливаются из высокопрочной стали с последующей термообработкой. Навряд ли у китайца была возможность соблюсти эти условия. А обычная сталь в подвеске - всё равно, что из дерева делать. Если не верите, то возьмите любую шаровую опору и попытайтесь за вальцевать молотком шар в гнезде. Молоток сплющите, а шар так и будет вращаться. Я пробовал так сделать в начале 90 - х годов, когда запчастей не было, а у меня шар из шаровой опоры вырвало. Молоток расплющил, а шар завальцевать так и не смог, чтобы до дому доехать. А вы говорите "маловероятно". Это 100% - ная причина, и вот поэтому, всем последователям, путешествующим по Китаю, надо помнить об этом.

сидор шлибензон:
Хочу добавить. Машина была "Ниссан Глория"82 года, дизельная, с пробегом по Японии - 100 тысяч км, да плюс я ещё добавил 200, итого 300 тысяч на спидометре. Вот почему шаровую вырвало. 300 тысяч км без замены. Но это ещё ничего. У меня на Ниссан АД 92 года пробег реальный 350 тысяч был, а шаровые, как новые. Вот это качество!!!

Всегда мечтал побывать в "поднебесной", очень хороший отчёт....читали с сыном не отрываясь....мечтая о путешествиях.....
Спасибо за емкий и содержательный рассказ! Фото на ура, + видео обзор.

Buenos Aires
Отличная поездка!!!
Toyota Sprinter/Premio/Camry/Land Cruiser 100/200/ Ford Focus/ Excursion 7.3/ Volkswagen Sharan 2012

Алексей, спасибо огромное за такое интересное путешествие. восторг! Как будто был частью вашей замечательной команды. А какой маршрут будет по китаю в обратную сторону?

Ленинск-Кузнецкий
Как всегда, очень интересно!
Ждем новые видео на каналу ютуб

[quote=Reiser]Вот это настоящее путешествие, а не поездка на отдых : Алтай, Байкал, Крым.
Уверен,что банда ни разу не пожалела, что путешествовала именно ТАК, а не отдыхала, грея пузо "на Египтах". :) Молодцы! Глобально,интересно и красиво.

Супер пишите еще удачи на дорогах!!!

Седьмая столица...
Замечательный рассказ о путешествии по Китаю.
Фотографии отражают колорит наших пограничных соседей :)
Молодцы, спасибо!
...-...-...-Legaсy'91-Impreza'98-RAV4'03
Хочу ёжика... С желудком литра на 2...

Я немного стесняюсь, но спрошу: а вы каким образом причастны ко всему произошедшему? Вы там были? помогали в ремонте?
Вы достаточно уверенно повествуете о "100% причинах". Хотелось бы знать больше, откуда столько много деталей.

Sega Sega:
Ждем новые видео на каналу ютуб
К Новому году будет )

Михаил Васёв:
Думаю пройти самым Востоком. Через Гонг-Конг и по побережью. Но это уже финал кругосветки. Года через три )

kamerzanov:
Просто прочитал отчёт о путешествии, в котором погиб Денис, сопоставил всё со своим 40 летним водительским опытом и всё понял.

сидор шлибензон:
И ещё, многие говорят, засмотрелся, увлёкся, уснул. Всё это ерунда. К моменту аварии опыта у Дениса было не занимать, почти весь мир проехал, где красот не меньше, чем в Китае и ничего не случилось. Извиняюсь за назойливость в этом вопросе, но просто не хочу, что бы ещё с кем то произошло такое же. А в его случае, прочности самодельных деталей подвески, как раз, и хватило на эти считанные километры.

настоящее путешествие

Иванович
Кызыл
https://s.drom.ru/5/pubs/4483/3 5749/ http://1902716.jpg Палево какое-то, а не фото ;-)...Мужик не успел одеться (даже ширинку не застегнул), женщина тоже, вон трава примята. Не? Шутка! - если что;-)))

Очень интересный и познавательный отчет, фотографии отличные)

Отчет вызывает дикую зависть и осознание никчемности и унылости наших путешествий на машине к Черному морю по хорошим дорогам. Изучать этот и другие отчеты автора весьма вредно, ибо после прочтений в голове рождаются вопросы к самому себе: а правильным ли делом я занимаюсь, той ли профессии посвятил я свою жизнь...

Антон Кузнецов:
Ай ай! Совсем не на то хотел сподвигнуть отчетами ) Куча способов начинать жить немного интереснее. Сойдите с хороших дорог, поменяйте маршрут ) Мы начинали с поездок на Алтай, по хорошим дорогам

сидор шлибензон:
Логическая цепочка ясна. Так или нет останется тайной. А насчет того, чтобы на важных элементах не экономить, это да. Это ж твоя собственная жизнь.

kamerzanov:
Совершенно согласен с вами! Уточните пожалуйста на каких условиях можно принять участие в каком либо этапе? Речь идёт об одном/двоих. Если удобно на личную почту barrrakuda@ http://mail.ru О нас можно почитать здесь (УКОК): https://travel.drom.ru/22392/ И здесь (МОНГОЛИЯ) : https://travel.drom.ru/25122/ Спасибо

NVKZ-MSK-RnD-MSK
молодцы.!!!! как всегда пять баллов!!!!
сопротивление искушению, как и любовь, делает твое сердце сильнее.

Очень все понравилось,захватывающее и интересно! Спасибо за отчет!!!

Сильно!)

nsk
Молодцы, жду отчет про Тай!

Читали отчёт Владимира про его путешествие с Денисом, дух захватывали от всего происходящего. За вашими путешествиями тоже следим, это просто супер! Терпения вам во всех тяготах и отличных впечатлений от новых дорог! Ждём продолжения.

Ждем продолжения!!! Завидуем!!!)))) Удачи!!!

Молодцы,ждём следующих приключений.

Санкт-Петебрург
Я вообще не очень интересуюсь Азией, пока не тянет туда, но за вашим путешествием слежу внимательно. Моя мечта - чтобы как вы собраться большой хорошей компанией и поехать в путешествие. А куда - не так и важно. Пока максимум получилось собрать компанию из 6-ти человек, но надеюсь это не предел.
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Постеснялся )
Еще раздавит такую мелкую.

Интересно почему не выбрали супер надежные GL LR RR Touareg )
Туарег, о какой надежности можно говорить......

kamerzanov:
Почему в личку? Вопрос очень интересует.

С сожалением отметил, что уже закончена эта часть отчета. Ждем следующую.

митя
Поддерживаю вопрос, ну и естественно присоединяюсь к восторженным оценкам.
предыдущая машина оказалась на боку в кювете по дороге новосибирск магадан

Интересно было увидеть пустыню , да и вообще другой Китай, а то живешь вот так на границе с Китаем и думаешь , что туда можно за шмотками подешевле съездить, да китайки пожрать))) Суперское путешествие!!

Человек Алексей
kamerzanov:
Если все бросятся кататься, работать будет некому. А дети? Такие экспедиции, требуют того чтобы оставлять с кем то детей...согласитесь, глупо это делать, ведь это жизнь ради СЕБЯ, что противоречит основной концепции буддизма, там где вы как раз были. Во-вторых, средства, для таких поездок не малые, а это значит, опять же ты посвящаешь свою жизнь строгим задачам, руша другие планы, касающиеся твоих близких.
А так вот очень хочется, уехать и ехать так...меня одну страну на другую. И так хочет масса людей, но увы... Кстати в Тибете бы задержался по дольше, это место великой силы..там нужно остановиться и просто отключить ум на какое-то время...

Огромное спасибо за ваш труд и такой прекрасный рассказ. Возможно, будет интересно про тот самый высокогорный поезд Пекин - Лхаса, я проехалась на нем год назад все 48 часов в плацкартном вагоне, и могу сказать, что про подачу кислорода в вагоны и герметичность - это только PR. Китайцы прекрасно курят в тамбурах (там, хотя бы сквозняк) и прямо в вагонах (есть еще более дешевые, сидячие места), но на второй день проводник действительно раздает желающим кислородные маски, которые можно подключить к дырочке у каждой полки и ждать подачи кислорода. Одновременно с этим требуется подписать согласие, что по состоянию здоровья ты можешь путешествовать.

Памятники должны быть на кладбище, а не возле дороги.

Ещё одни "киса и ося" написали на защитном барьере шоссе. Памятники должны быть на кладбище, а не вдоль дороги.

Siriuse
Отличное путешествие. НО! Подобные поездки требуют - больших временных и финансовых затрат. Большинству автолюбителей они не по карману. Просто риторически-информационный вопрос - каким бизнесом занимаются авторы и участники поездки? Если на столько времени оставляют свою работу без последствий? Подобные поездки вытягивают средства за год - по сумме равных отличной трехкомнатной квартиры в том же Новосибирске. Преклоняюсь перед людьми, которые заработали на такой отдых себе. Респект.