|
Предисловие
Эта идея у нас зародилась еще зимой. Прикинули, посмотрели что почем, да и оплатили через Airbnb проживание на 9 человек (6 взрослых и 3 детей) 2 ночи в Тбилиси и 8 ночей в Батуми. Вышло бюджетно — суммарно за все по 6500 с человека. Контакты дам в конце. Еще момент: так как первая часть дороги проходила ночью, то сначала будет много текста, фотки позже будут, в конце, да и вообще, у меня текста будет больше, чем фоток.
Путем интенсивного шевеления мозгами и попутными консультациями на travel.drom.ru был рожден следующий план: выезд из Самары в ночь с 11.06 на 12.06, валим пока есть силы, но с остановками, почти сутки, чтобы уехать в первый день как можно дальше. Ночевка (планировалось где-то между Мин. Водами и Владикавказом). Утром, 13.06, подъем, ранний старт на погранпереход «Верхний Ларс», после него прогулка по окрестностям Степанцминды, потом едем в Тбилиси, ночуем, 14.06 весь день гуляем по Тбилиси, снова ночуем и 15.06 выезжаем в Батуми, где уже отдыхаем до 24.06 и потом едем назад.
Глава 1. «Широка страна моя родная»
Выехали почти как планировали — всего лишь с трехчасовым опозданием. Так что, по сути, 12.06 в час ночи. Про первый отрезок, Самара — Саратов, сказать нечего особо. Ехать лучше через Сызрань. А так — дорога, как дорога. Обычная, средняя по качеству, дорога Самарской области.
Саратов — Волгоград был уже значительно хуже по качеству. Сам Волгоград — это отдельная симфония ужасных дорог! И отсутствие объездной дороги. Приходится ехать через город, почти 80 км беспросветного дорожного ада!
После Волгограда дорога на Элисту радует очень хорошим качеством покрытия и небольшим трафиком.
За Элистой решили не идти на Ставрополь, а срезать и проехать в Мин. Воды через Каменную Балку — Благодатный — Александровское, как советовали на форуме http://travel.drom.ru. Это оказалось ошибкой — дорога там отвратительная. Вернее, не так! Среди ям, из которых состоит это направление, иногда встречаются остатки асфальта....
Потеря времени на этом участке привела к тому, что в Мин. Воды приехали уже почти ночью и решили там и заночевать, Владикавказа достигнуть не удалось.
Глава 2. «Ровно было на бумаге, но забыли про овраги»
Маленькая ремарка — если у чего-либо в вашем плане есть свой сайт, то не поленитесь посетить его за сутки до выезда. Поверьте, оно того стоит! Объясню ниже.
Гостиницу в темноте особо разглядеть не удалось. На утро оказалось, что она неплоха и совсем новая — еще ни хрена не доделанная, сами хозяева путаются в ней. :-) Но чистая.
И вообще, утренние виды из окна внушали оптимизм и хорошее настроение.
Бодренько выехали из Мин. Вод, проехали Пятигорск и ушли на Владикавказ. Хочется отметить великолепное дорожное покрытие на южных направлениях и большое количество полицейских, которые, что странно, не докапываются, а вроде как даже просто бдят! :-)
На въезде в Кабардино-Балкарию так вообще целый блок-пост с укрепленными огневыми точками, шлагбаумами, коридорами и т.д. Нас никто не остановил.
Вот промелькнул Владикавказ, пошли указатели на «Верхний Ларс», по рации вовсю обсуждаем, что скоро пойдем гулять по грузинской земле. И тут вдоль обочины потянулись фуры...
Напряглись, но пока еще не волнуемся — фуры стоят, легковушек нет. Делаем вывод, что фурам проходить границу труднее и безмятежно прем дальше. Но в километре от погранперехода уже встаем в пробку из фур на обочине и легковушек на дороге. Стоим. Не движемся. Совсем!
Помните, я говорил, что не лениться перед выходом на сайты заглядывать? Пришла пора пояснить. Мы в мае заходили на сайт погранперехода, там было написано, что с 1 июня переход работает круглосуточно. Нас это очень порадовало, и мы сделали все расчеты, исходя из этого факта. А если бы мы зашли перед выездом, то бы узнали, что 8 июня сошли сели, дорогу местами смыло и, по просьбе грузинской стороны, переход стал работать в дневном режиме — с 7 утра и до 18 вечера! Что и обусловило появление пробки. А мы, оптимисты, блин, приехали туда в обед. :-)
Очень сильно разочаровала работа российских силовых ведомств в районе погранперехода. Особо «умные» люди пытаются обмануть систему и пролететь до перехода по встречной полосе. Пока народ не взял в свои руки такие моменты, ДПСникам было на все это фиолетово. Обнаружилось, что местные таксисты и владельцы транспортных средств подрабатывают — продают свои места в очереди. К нам тоже пару раз подходили, пока не были посланы в резкой форме. Потом опять же, народ стал самостоятельно таких ушлых посылать. Но самые крутые продавцы очереди — местные сотрудники ДПС. Наблюдали, как подходят к ним характерные личности, немного перетрут и ДПС провожает их аж до перехода. Противно.
Ну да ладно. Долго ли, коротко ли, но за 4 часа мы прошли переход, буквально за полчаса до закрытия. На грузинской таможне все вообще прошло мгновенно и вот мы на территории Грузии!
Глава 3. «Лучше гор могут быть только горы»
Переехав на грузинскую сторону, мы немного ошалели от того, какой может быть стихия. Я, вообще, был в горах первый раз, меня сильно проняло. Когда ты смотришь на то место, где была асфальтовая дорога, а теперь булыжники, то понимаешь, что человек слишком много о себе возомнил. И смести цивилизацию с лица планеты не так уж и сложно...
Суммарно, на протяжении Военно-Грузинской дороги было три места, где сель начисто снес дорогу. Протяженность каждого участка 1-2 км. Но что это за участки! Иной раз встречаются булыжники больше моего Крайслера! Сами понимаете, скорость прохождения таких участков ниже скорости пешехода. А уже темнеет...
Первый прикол случился, когда мы ввинчивались в небо — поднимались по серпантину на вершину перевала (2500 метров над уровнем моря). В какой-то момент я осознал, что обороты двигателя уже в районе 3000, а машина еле едет. Очень распереживался..... Жалуюсь другу по рации, мол, все, я таки добил свою машину. Друган поржал немного надо мной и напомнил, что на высоте кислорода меньше, давление меньше, поэтому смесь в моторе иная, что у него все то же самое с машиной, в общем, успокоил.
После верхней точки все пошло бодрее — машинка сама рвется вниз, только успевай тормозить и лихо вписываться в шпильки серпантина! Где-то в середине спуска увидели обзорную площадку и решили притормозить и осмотреться.
Знаете, какая там красота? Над тобой горы, под тобой горы, долины, речушки, облака! А уже смеркается. Величественная картина, тишина, ты осознаешь всю бесконечность мира.
Ничто не нарушает идиллию..... Кроме потрескивания и жуткого запаха со стороны моих передних колес!
Это была вторая проблема — я первый раз на горном серпантине, очень прикольно спускаться и усердно рулить, но вот тормозить приходиться постоянно! В результате колодки с дисками очень сильно нагрелись. Принято было решение снизить скорость, чтобы меньше работать тормозами. После остывания колодки стали душераздирающе скрипеть. Правда, в этом был небольшой плюс — ехавшие навстречу джигиты сначала слышали из-за поворота жуткий скрип тормозов. Это их дисциплинировало — глупо спорить в повороте с каким-нибудь древним ПАЗом, еле тормозящим. До чего же они были удивлены, когда, вслед за скрипом, из-за поворота гордо выкатывался Крайслер!
Глава 4. «Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной»
Все когда-нибудь заканчивается.... Вот и мы неотвратимо спустились с гор и уже в полной темноте поехали в сторону Тбилиси. К слову сказать, всю поездку за нами по пятам шел дождь. Он то догонял нас, разражаясь дождиком разной степени занудности, то мы его обгоняли. Но после перевала он решил выдать нам все накопившееся. Сначала он пошел не очень сильно, ближе к Тбилиси он перешел в хороший такой ливень, а когда мы въехали в город, то с неба просто упала стена воды!
Навигатор в таких условиях глючил просто постоянно, плюс еще узкие улочки Старого Тбилиси.... В общем, мы долгое время ездили кругами, потом начали буквально плавать! Пару раз были такие моменты, когда я по ощущениям под полом машины и по окружающим автомобилям, понимал, что уровень воды выше нижнего края дверей. После второго такого раза, я плюнул на навигатор и просто инстинктивно начал выводить наш маленький караван вверх, подальше от собирающийся внизу воды. В общем, вырвались мы из зоны затопления, нашли хостел, заселились и упали спать. А на утро были разбужены звонками родных, которые рассказали нам, что в Тбилиси случилась трагедия и погибли люди в этот ливень.
Глава 5. «О сколько нам открытий чудных»
Вот оно и наступило — первое утро на грузинской земле! День нас встретил приветливым сиянием солнышка, прекрасной погодой и хорошим настроением. Не было даже намека на похмелье. :) Мы все-таки по приезду и размещению вчера решили немного расслабиться, узнав, что в Грузии алкоголь можно купить круглосуточно. Тут же попробовали местное вино и пиво, все оказалось выше всяческих похвал!
Жили мы рядом с Площадью Свободы, это практически центр старого Тбилиси, всякие кафешки и ресторанчики там на каждом углу, так что мы дружной толпой отправились завтракать. Была найдена приличная, по внешнему виду, хачапурная, и мы пошли туда.
Шестеро взрослых, трое детей — можно представить, какое радостное оживление мы вызвали у персонала своим заказом из кучи пунктов, мы же тогда еще не знали главного, а видели только смешные цены на еду. А главное состоит в том, что порции в Грузии большие, нет, не так — БОЛЬШИЕ! Подозрение закралось тогда, когда 11-летней девочке принесли порцию салата «Цезарь». Порция была в этаком тазике и вес ее был грамм 400, не меньше! Ну а дальше понеслось! Аджарский хачапури, второй из четырех размерных градаций, был весом грамм 700. Хинкали, одна штука, весит около 90 грамм, стоит 17 рублей в пересчете, я больше пяти штук не осилил ни разу! В общем, часа через полтора из этой хачапурной выкатилось 9 колобков разных размеров. Вообще, если вы не идете в пафосный ресторан, а смотрите, где сидят местные, то еда в Грузии будет стоить очень смешных денег. Моя семья (три человека) один раз поели в пафосном ресторане на 70 лари (1750 руб.), все оставшееся время мы ели в маленьких ресторанчиках и не тратили больше 45 лари (1125 руб.) на троих. Это включая первой, второе, компот, выпивка и т.д.
Старый Тбилиси очень похож на курортные городки времен СССР, но, дополнительно, во все это органично вплетаются новые строения и элементы инфраструктуры. Тбилиси — очень красивый город! Все время пребывания в Грузии нас не покидало ощущение уюта и какого-то домашнего спокойствия.
Мы провели в Тбилиси целый день, очень много ходили, катались на фуникулере, ели в местных ресторанчиках, пили великолепное вино. Город стремился продемонстрировать себя нам только с лучшей стороны, и у него это прекрасно вышло!
Хочется сказать пару слов о грузинском вине. Здесь его очень много! Я не большой знаток вина, но хочу сказать, что вкуснее вино, чем здесь, я могу пересчитать по пальцам одной руки. Его продают на каждом углу — разливное в пластиковой таре, заводские в стеклянных бутылках. Очень процветают небольшие винодельческие хозяйства. Многие из них имеют устойчивые связи в Европе и постоянные контракты оттуда же. Могу порекомендовать один из домов — VINOGROUND. Мы были в их погребке по адресу…. Там очень отзывчивые продавцы. Нам прочитали длительную лекцию о грузинском вине вообще, дали продегустировать полтора десятка разных видов вина. Мы купили там бутылку их фирменного САПЕРАВИ за 34 лари. Это дорого — в магазинах обычное вино не стоит дороже 10 лари. Но именно это стоило своих денег!
Нам его тут же оформили на столике во дворе, один из продавцов сел с нами, принес еще вина на дегустацию, говорил тосты, рассказывал смешные случаи, потом сбегал в подвал уже за чачой — угощал нас. Вышли мы оттуда, выпив значительно больше, чем одна бутылка вина, но уже безо всяких затрат. :)
Отправились назад в наш хостел, на утро нас ждал выезд в Батуми.
Глава 6. «По дороге с облаками»
Утром мы быстренько позавтракали, сдали хостел и поехали на выезд из Тбилиси. Вернее, это мы так думали, что сейчас мы быстренько выйдем из Тбилиси и рванем к морю. Наша карма имела на этот счет свои мысли…
В связи с прошедшим стихийным бедствием, половина дорог в Тбилиси были перекрыты из-за восстановительных работ. Но навигатор же об этом не в курсе... Он с упрямством маньяка пытался все время выводить нас на дорогу, в которой он был уверен, как в самом себе! Когда мы в третий раз проехали мимо одного и того же наряда полиции, они сжалились над нами и на пальцах, очень подробно, объяснили нам, как выехать. Выезжали мы из-за пробок долго, но все-таки выбрались.
По пути было решено заехать в Боржоми — все равно в сторону Батуми. Там получилось ответвление от основной дороги около 40 км. Проезжали долго — серпантин, обгонять негде, сплошные поселки и коровы на дорогах.
Сама долина Боржоми очень красива и живописна, а вот источник нас несколько разочаровал — стена, из которой торчит дюймовая труба, из нее тоненькой струйкой льется Боржоми, очень сероводородный на вкус! Бутилированная мне нравится больше! :)
Сейчас между Тбилиси и Батуми делают скоростную бетонку, ведут сразу с двух сторон. Там, где уже готово, ограничение скорости 110 км/ч. Суммарно сделано уже 1/3 пути, так что путь от Тбилиси до Батуми не очень утомителен. А когда дорогу закончат, будет вообще отлично.
К вечеру добрались до Батуми, до нашего съемного дома. Нас встретил радушный хозяин по имени Зорбег. Все рассказал, показал, помог устроиться. Вечером пришел в гости с 6 литрами своего вина, угостил нас, посидели, пообщались. Очень хороший человек!
Глава 7. «Back in USSR»
Так как мы из Батуми особо никуда не выезжали, то здесь я хочу просто сказать про Грузию, на примере Тбилиси и Батуми. Видно, что стране сейчас не очень легко, но она старается, она строится, ее делают удобной для людей. Старый Тбилиси, как и Батуми, очень красив — везде виден колорит прошедшего столетия, все очень красиво. В то же время, все новые постройки стараются органично вплетать в имеющееся лицо городов, стараются делать столь же красиво. Один только бульвар в Батуми чего стоит!
Как я уже говорил выше, еда и вино в Грузии очень дешевые! Мы первоначально думали, что будем готовить дома, но после первого же похода в кафе в Тбилиси отказались от этой идеи.
Хочется отдельно сказать о людях в этой стране. Я не знаю, почему многие считают, что в Грузии плохо относятся к русским. Все совсем наоборот — море радушия, желание помочь в любой мелочи (в Тбилиси две старушки ожесточенно спорили между собой, как нам лучше погулять по Тбилиси, когда я попросил совета), постоянные улыбки, с русским языком проблем нет (самое интересно, что между собой грузины, очень часто, тоже общаются на русском языке). Все органы правопорядка очень корректны, и можно к ним обратиться с абсолютно любым вопросом, и они постараются помочь. Не знаю, может, нам просто так неудержимо везло с людьми в Грузии, но факт остается фактом.
Единственный, замеченный нами, серьезный «косяк» Грузии — это отношение к пешеходам! Там действует принцип «живой пешеход — шустрый пешеход». Мы, избалованные в Самаре отношением к пешеходам, пошли в количестве 9 человек переходить дорогу в Тбилиси, какой же был у нас шок, когда местные водители не то, что пропустить нас, они азартно принялись проезжать МЕЖДУ нами, активно работая рулем, клаксоном и собственным голосом! Потом мы заметили, что даже общественный транспорт, если пешеход стоит около пешеходного перехода, сигналит ему клаксоном, мол, стой и не рыпайся, смертный! :)
Вообще, все время нахождения в Грузии, меня не покидало ощущение, что я нахожусь в СССР, в лучшем его проявлении. Все доступно, люди веселые и добрые, дети гуляют допоздна, и никто за ними не бдит, можно любого прохожего попросить о какой-нибудь помощи…
Глава 8. «Путь домой»
По-поводу обратного пути особо сказать нечего — выехали из Батуми в 4 часа утра, быстренько проскочили до Степанцминды, прошли грузинскую таможню минут за 10, простояли около часа на российской таможне (наши иначе не могут работать просто принципиально).
Хочется отметить только один момент на горном серпантине, на перевале. Когда я выезжал из Батуми, я посмотрел уровень масла в машине — он был прямо на волосок меньше середины. Я решил не доливать и поехал так. И вот, есть на перевале один участок, который состоит из трех шпилек под 180 градусов почти и подъем очень крутой. Уже на подходе к последней шпильке, там, где подъем стал уже градусов 25, у меня вдруг загорелась лампа масла! Вы представляете мои ощущения? Я чуть не поседел! Пред глазами пронеслись все возможные варианты дальнейших действий, один другого страшнее.
Автомобиль был немедленно заглушен, все пассажиры были выгнаны из машины. Дал немного постоять машине и замерил уровень масла — он был ощутимо ниже минимума, где-то на сантиметр! Мое больное воображение злорадно добавило несколько душераздирающих картин. Как можно более тщательнее был осмотрен автомобиль снизу — все было сухо, как в пустыне. Друг, которые ехал сзади, сказал, что сизого выхлопа у меня не наблюдалось.
Был сделан вывод, что масло не вытекло и не сгорело напрочь. Следовательно, виноват все-таки уклон! Осторожно долил масло до минимума и поехал дальше — лампа не загоралась. Потом на ровной поверхности посмотрел уровень — ровно максимум!
Так что хозяйке на заметку — перед подъемом в горы доливайте масло выше среднего деления! J
Ах да! Еще момент. Коровы и овцы. Это бич грузинских дорог! Эти ….. друзья человека там ВЕЗДЕ! Представьте, вываливаетесь вы из поворота на серпантине, в грузинских поселках и т.д., а перед вами на дороге стадо коров неспешно бредет по своим делам! Или эти рогатые сволочи просто спят на этих дорогах! А на Военно-Грузинской дороге вообще песня — поворачиваешь со шпильки, а перед тобой чабан перегоняет стадо чертовых баранов. Им, видите ли, так удобнее, чтоб по горам не прыгать. Теперь, каждый раз, когда я ем говядину или баранину, я считаю это маленькой местью за все те седые волосы, что добавили мне эти гады на дороге!
Ну а дальше все было просто — Владикавказ — Мин. Воды — Ставрополь (с ночевкой) — Элиста — Волгоград — Саратов — Сызрань — Самара. Вот мы и дома!
Послесловие
Было пройдено на круг 4700 км.
Бензина было куплено на 14 000 рублей, что показывает средний расход в 8,5 литра/100 км и это при почти постоянном использовании кондиционера! Скорость не превышала 120 км/ч.
Масла было долито, суммарно, 1 литр, что меня безмерно порадовало.
В остальном машина прошла этот путь на 5+! Ни единого замечания к работе узлов и агрегатов. Мой Себринг — хороший автомобиль! :)
Что касается Грузии — однозначно рекомендую для посещения всем.
Хостел в Тбилиси: хозяйка — Ия Какриашвили (https://www.facebook.com/ia.kakriashvili), телефон - +995599266666 и +995599409898, страничка хостела — https://www.airbnb.ru/rooms/3172766
Апартаменты в Батуми: хозяин — Зорбег Ахвледиани, телефон - +995599110064, страничка апартаментов — https://www.airbnb.ru/rooms/1236055
Напоследок еще несколько фотографий из Тбилиси и Батуми: