Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Аркаим: по следам древних ариев на KIA Cerato

Аркаим: по следам древних ариев на KIA Cerato

06.07.2015 | 16582 просмотра

Маршрут: Рудный — Костанай — Троицк — Варна — Карталы — Бреды — Аркаим — Костанай — Рудный.

Автомобиль: KIA Cerato 2.

Аркаим. Об этом месте в наших краях чего только ни говорят: и место целебное, и природа красивая, и всяких мистических причуд — видимо-невидимо. Ну, как не побывать в столь уникальном месте? Да, видимо, правы эзотерики, утверждающие, что невозможно посетить Аркаим, пока Он не позовёт тебя. И слышали, и общались с людьми, которые каждый год устраивают туда паломничества, а вот — не тянуло. Пока не поехали в Южноуральск. По дороге увидели неприметный указатель-стрелку с надписью «Аркаим». И, как искра проскочила: «Туда нам надобно!» — с этой мыслью доехали до Южноуральска. С этой же мыслью и вернулись обратно.

Зима прошла в обычных заботах и хлопотах: новогодние праздники, морозы, простуды… Пришла весна, пришли мысли о путешествии. Звезда «Аркаим» светила над горизонтом, завлекая к себе всё сильнее. За зиму было прочитано множество статей об Аркаиме, просмотрено несколько часов видеороликов, и обсуждено всё, что только можно было обсудить. К слову сказать, в сети нашёл официальный сайт (http://www.arkaim-center.ru/) культурно-исторического центра «Аркаим», где смогли узнать историю протогорода, ознакомиться с условиями проживания и экскурсиями, ну и ценами на его услуги.

В апреле окончательно сошёл снег, и установилась тёплая погода. Учебный год подходил к завершению, и мы приступили к прокладке маршрута. Были просмотрены карты в интернете, прочитаны отзывы путешественников, решён глобальный вопрос: а нужен ли нам «нафигатор»? К слову, муки выбора навигатора я описывал в своём отчёте об авто: https://reviews.drom.ru/kia/cerato/70889/

В общем, в конечном итоге маршрут определился и стал понятен. Как оказалось, Аркаим находится очень близко от Рудного. Но, чтобы до него добраться, следует сделать нехилый крюк.


Маршрут: Рудный — Костанай — Троицк — Аркаим (расстояние 585 км).

Такой крюк меня, мягко сказать, не совсем устраивал. Тем более, что существовал более короткий маршрут. О нём я расскажу подробнее:


Маршрут «Рудный — Аркаим»: красным — длина пути 565 км, жёлтым — длина пути 585 км, оранжевым — 325 км.

Итак, «Навител» вёл нас «красным» маршрутом, через Агаповку, мимо Магнитогорска по дороге Р-360 и Р-361, на посёлок Кизильское. Мне же этот маршрут казался чрезмерно длинным, я склонялся к «оранжевому» маршруту через Лисаковск, Житикару, Бреды, и далее — к посёлку Александровский. Сложность же заключалась в том, что никто не знал — какое состояние дорожного полотна за Лисаковском. Сам я проезжал там в 2012 году на автобусе и прекрасно помню, как 30 км мы тащились полтора часа. В итоге, «оранжевый» вариант отпал сам собою. И было решено — следовать «жёлтым» маршрутом. Визуально он казался мне более коротким. А «Навител» упорно отказывался прокладывать маршрут «Рудный — Костанай — Троицк — Варна — Карталы — Бреды — Аркаим». Пришлось пойти на обман и в каждом населённом пункте перепрокладывать путь до следующей точки. :)

Маршрут проложен. Теперь следует определиться с составом экипажа и пассажирами «теплохода» (именно так я зову «Сироту» в дальних поездках и тому есть причины — за плавность хода и комфорт для сидящих). В этот раз с нами в путь отправлялась мама жены (кому-то — тёща, а мне — мама жены :) ), поэтому в составе экипажа произошла рокировка: штурманское кресло занял сын Андрей, а супруга вместе с мамой разместились на заднем диване «пассажирской части».

Созвонившись с администрацией центра «Аркаим» (бронирование мест для проживания: (8)951-261-62-09), забронировал четырёхместный вагончик на двое суток. Хотелось бы подольше, но график работы не позволял. Накануне были собраны необходимые вещи и рацион питания на четверых человек со сроком автономности двое суток. Наряду с парой одеял, полотенец и рыльно-мыльных принадлежностей были взяты:

  • — куртки (погода была крайне нестабильна),
  • — фотоаппарат,
  • ­— бинокль (вдруг, чего интересного разглядим?),
  • — походный разборный мангал (купленный специально к этой поездке);
  • — комплект шампуров давно уже ждал возможности себя проявить;
  • — решётка для барбекю;
  • — мешок древесного угля (5 кг);
  • — связка берёзовых дров;
  • — связка не менее берёзовых, но — дровишек (помельче будут) с надписью «Для самовара»;
  • — бутылка жидкости для розжига (себе я верю, я спичкам не доверяю);
  • — ракетки для бадминтона и пара воланчиков;
  • — репеллент против летуче-кусючей дряни;
  • — две пятилитровых бутыли с питьевой водой;
  • — две пятилитровых бутыли с водой для «хозяйственно-бытовых» нужд;
  • — кастрюлю с замаринованным мнясом — а иначе зачем нам пункты с 4-го по 10-ый?
  • — лёгкий перекус автотуриста. Поскольку с нами ехало 13-летнее дитё, с заявками на подростка и волчьим аппетитом на свежем воздухе — утомлять перечнем продуктов не буду.
  • На семейном совете было решено, что пропитание ухватим с собой, два дня — не неделя, не пропадёт. Но, в случае необходимости, закажем питание в тамошней столовой. Или смотаемся за покупками в близлежащие деревеньки.

За пару дней до выезда была оформлена страховка по России и произведён обмен валюты. Чтобы, значит, потом этими процедурами не заботиться.

За сборами и обсуждениями прошло несколько дней, и наступила дата выезда: 28 мая. Выехать решили в 4 часа утра, чтобы к полудню прибыть в Аркаим. Фактическое время выезда: 04:40. Но мы же не ракету на Марс запускаем, мы едем отдыхать — трагедию из этого делать не стали. Утренняя трасса «Рудный—Костанай» — отдельная тема для беседы: она идёт на восток, потому на восходе солнца ехать по ней ещё то удовольствие. А вот в предрассветные часы — совсем другое дело! Пейзаж уже виден, встречных и попутных машин — практически — нет, а дальнобои уже встали отсыпаться. Знай себе — следи за дорогой, да соблюдай скоростной режим. В Костанае тоже транспортное затишье в эти часы. Можно пристроиться к «зелёной волне» и неспешно катить через весь город по центральным улицам. Миновав центр, поворачиваем к «дизельному» заводу. Тут ещё тот автобан! Всё ровно, всё красиво. Светофоры моргают, фонари светят. Лепота. Ещё пять минут и выезжаем на трассу «Астана — Екатеринбург» — в душе эйфория чувств и ощущение встречи с чем-то знакомым. Проезжаем сонные деревеньки, дремлющие фуры, иногда навстречу попадаются рейсовые автобусы. Пассажиры дремлют, и штурман тоже. Навигатор услужливо напомнил «Через 38 км поверните налево», и замолчал: то ли уснул, то ли затрынделся со спутниками. Благо, их над нами висело 15 штук (судя по индикации).

Через три часа достигаем границы с Россией. Таможенный переход «Кайрак — Бугристое». Первое моё знакомство с ним состоялось в далёком уже 2000-ом году. Несколько будок-контейнеров для таможенников и погранцов, и очередь из машин всех сортов. С тех пор тут многое изменилось — смотрите сами:


Пограничный переход «Кайрак — Бугристое».

Ранним утром машин не много. На выезде у пограничника берём выездной талон, в котором необходимо указать марку-модель-номер авто, количество пассажиров и характер перевозимого груза. А какой у нас груз? Только личные вещи. Так и запишем. Там же, у пограничника, берём миграционные карты (выдаются бесплатно всем желающим-пересекающим) по одной на каждого человека. Дальше — всё просто: вписываем в них свои данные (фамилию-имя, номер удостоверения личности (паспорта), срок пребывания на территории РФ, цель и место прибытия и — расписываемся). Всё это мы делали в авто, ожидая своей очереди. Но если кто-то не успевает — всегда можно оформить это в помещении таможенного поста. Там и столы есть, и стулья для этого дела. Вот только ручек там нету, поэтому лучше взять с собой. По указанию пограничника ставим машину на площадку досмотра, а сами идём на фейс-контроль. Досмотр машины произведут позже.

Сама процедура фейс-контроля весьма проста и по-своему быстрая. Как правило, работает несколько окон, задача проезжающего — правильно выбрать очередь :) Первым к окну подходит водитель — в окно протягиваются техпаспорт, удостоверение личности (паспорт), миграционная карта и выездной талон. Таможенник сверяется с базой данных и, если нет никаких препятствий к выезду из страны, ставит отметку и отдаёт документы, за исключением выездного талона. После водителя — к окну подходят все остальные пассажиры. Последнему, вместе с его документами, отдаётся выездной талон. Далее — следуем к авто, возле которой уже прохаживается бодрый пограничник с классическим вопросом: «Запрещённые предметы есть»? И просит открыть двери и поднять крышку багажника. Руками сам никуда не лезет. Максимум — может спросить: «Что в сумках», или попросить переставить поклажу, чтобы можно было увидеть — что за ней.

После процедуры досмотра едем через нейтральную полосу до российского пропускного пункта. Дистанция небольшая. Но ехать приходится по-разному: когда 2 минуты, практически, не останавливаясь. А когда и 40 минут, притираясь к фурам. Зависит от количества машин, следующих через границу.

На российском КПП те же процедуры: оставляем машину, заходим на фейс-контроль. Первым проходит водитель авто. Тот же пакет документов для пограничника. После рассмотрения-регистрации — возвращают обратно с половиной миграционной карты. Отныне этот документ следует беречь, как зеницу, о, как! ))

С 01 января 2015 года произошли изменения в процедуре пересечения границы: выезжающим в РФ по казахстанскому паспорту нет нужды заполнять миграционную карту. Да и штамп в паспорте на казахстанской границе ставят по желанию выезжающего.

Во время процедуры фейс-контроля могут задавать пустячные вопросы, как то: «В каком месяце родился?», «Откуда едете?», «Какого числа день рождения?». Детей могут спрашивать: «С кем едешь»? Или «Как зовут маму/папу?». В общем, этакий ненавязчивый контроль над пересекающими лицами.

После фейс-контроля — очередной досмотр авто и: «Счастливого пути». Проезжаем знак «Беспредел» и плавно набираем скорость. Сотовые телефоны вякнули, что мы находимся на территории России, и «Добро пожаловать…», и — «Телефоны консульств…» В общем, здравствуй, роуминг и другая страна!

Дорога от границы оставляет двоякие чувства, вроде и ровная и без колдобин, но, какая-то крупнозернистая, очень уж шины шумят. Но мысль о том, что мы стали ближе к цели — греет и радует душу. Проезжаем лиственные колки. Поглазели на дымы Троицкой ГРЭС, всё-таки, впечатляющее зрелище. Ребятёнок, хихикнув, выдал аналогию с иллюстрацией к игре «Сталкер». Доезжаем до перекрёстка, и оставляем Троицк по правую руку. Сами же поворачиваем налево и широко улыбаемся патрулю ГИБДД. Это их, конечно, удивило, но виду не показывают и не останавливают. Едем дальше. На очередном перекрёстке, подавив в себе рефлекторное стремление повернуть направо к Челябинску, проезжаем прямо. И — оп-па! — хорошая дорога закончилась. То, что тянется к горизонту напоминает ту самую «СТАЛКЕРскую» тропу — асфальт в рытвинах-трещинах и непонятных ямах. Кое-где поработала асфальтовая фреза, сняв верхний слой асфальта, и создав этакую шахматную доску: то своя полоса, то перестроение на встречку, то опять своя. Потом — шах и мат, в виде поперечной борозды из снятого асфальта. Словом, пока не приноровился перестраиваться из полосы в полосу пересекая продольную кромку — исплевался весь. Но надо отдать должное «сиротке» — подвеска своё отработала, как положено. Да, временами было жестковато, но ничего не пробило, ничего не отвалилось. Хотя, повторюсь, местами добротно потряхивало.

Добравшись до развилки, решаю игнорировать указания «Навитела» и вручную задаю пункт назначения — Варна. Дорога изменилась в лучшую сторону: фреза устала работать и более дорогу не портила, вокруг появились небольшие берёзовые колки и непонятные водоёмы: не река, но и на озеро не похоже. Возле одного такого припарковываемся и решаем устроить лёгкий завтрак. Вы когда-нибудь слышали, как поют… лягушки? Их там — целый хор! Подойдёшь к берегу — притихнут на минутку, с места на место переплывут и опять раскатисто кракают. Именно «кракают», потому что хрестоматийного «ква» не слышно. Слышно только переливчато-протяжное «кра-а-а-а». Словом, природная идиллия, если бы не комары проклятущие! Быстренько собираем провизию, занимаем места в салоне и трогаемся дальше.

Насколько коварное было покрытие дороги, настолько отличными открывались виды на окружающие леса. Участок пути «Троицк — Варна — Карталы — Бреды» проходит через лес. Причём, некоторыми местами дорога, буквально, протискивается в просеку между деревнями. Правда, изобилует поворотами и манёврами. Где фреза сюрприз подкинет, сняв слой асфальта и не установив предупредительные знаки; где — сама дорога фортель выкинет, подсунув кочки и колдобины на твоей полосе, и ямы и рытвины — на встречной. Так что — тормозить приходилось почти в пол. Хотя скорость на дороге держал не выше 90 км/час. Словом, пришлось именно поработать водителем.

Подъезжая к Карталам, вспомнил напутствия путешественников — объехать город по объездной дороге. Однако ж «нафигатор» упрямо тянул через город, и я решил поверить ему. Как оказалось, зря! Мало того, что в Карталах странные перекрёстки — дороги пересекаются под очень острыми углами, так ещё и главная дорога при этом изгибается и уходит направо от тебя. А трафик там — совсем не велосипедный. В общем, покрывшись потом, еду по маршруту навигатора и упираюсь в земляную насыпь. За которой виднеются неезженые железнодорожные пути. И дальше — продолжение маршрута… «Ну, Сусанин, — говорю я навигатору, — куда завёл нас, изверг»? Молчит, железячка. Деваться некуда — разворачиваемся и едем из Карталов на объездную дорогу под возмущённо-недоумённое «Вы ушли с маршрута». Следующие тридцать минут проходят в тишине: водитель возмущён собственным легкомыслием; навигатор, понимая, что накосячил, помалкивает; пассажиры, зная характер водителя, тщательно изучают открывающийся пейзаж на Карталы.

Выбравшись на проложенный маршрут, двигаемся к следующей контрольной точке, к Бредам. Тут пейзаж становится переменным: в чём-то схож с нашими казахстанскими степями, которые иногда перемежаются берёзовыми колками. В одной из таких посадок решаем остановиться просто так. Ноги размять, машину осмотреть, мусор в контейнер упаковать. Мадемуазели наши предпринимают небольшую прогулку по лесу, и сразу же возле стоянки натыкаемся на аккуратный такой родничок: русло чистое, подход облагороженный. Да и сам родник вытекает из трубы, которая проходит сквозь стенку сруба. А вода студёная, аж зубы ломит! Жаль, не сделали фотографий, решили, что на обратном пути тут остановимся на отдых и обед (кто ж знал, что обратно будем возвращаться иным маршрутом?).

Въезжаем в Бреды, маршрут уходит вправо, по пути — АЗС. Решаем заправиться «под пробку». Это последний крупный населённый пункт на пути к Аркаиму. А где там дальше заправки — то мне неведомо. Куда ехать дальше? Что писать навигатору? Вопросы без ответа… да и дорога перед нами — того ещё качества и состояния… Ну, деваться некуда. В навигаторе прописываю «Кизильское», потому что дальше этой деревни промахнуться будет трудно. Ещё раз смотрю на часы — почти полдень. Планируемое время прибытия. А навигатор нам сообщает, что раньше двух пополудни — и не мечтайте… Ну, музыку пободрее — и новый марш-бросок.

Следующий участок пути ничем знаменательным не отмечается. Слегка холмистая степь, высоко стоящее солнце, редкие встречные машины. И ни одного указателя. Правильно едем, неправильно едем — сие нам неизвестно. Посовещавшись на ходу, решаем, что указатель должен быть. Хоть мелкий, но должен! С тем и едем дальше. Дорога так себе, но на четвёрку вытягивает. По схеме помню, что поворот на Аркаим должен быть где-то между деревнями Кизильское и Александровский. Вот только доехать бы до них… тем временем одометр отщёлкивает седьмой десяток километров от Бредов. В салоне воцаряется потустороння тишина, в которой чётко читаются магические флюиды «Не нужны мы Аркаиму. Не пустит он нас к себе». Робкая рациональная мысль «В век спутников и навигаторов куда угодно можно добраться» не находит откликов. «Однако, — думаю, — чем мы рискуем? В крайнем случае, сделаем крюк и вернёмся домой»! Но спустившись с очередного холма, замечаем указатель «Аркаим». Наконец-то! Поворачиваем по указателю, вдаль за горизонт уводит добротная асфальтированная дорога и ни одной машины: ни попутной, ни встречной. Спустя ещё немного времени, асфальтовая дорога сменяется грунтовой, но очень наезженной и хорошего качества. Собственно, степные дороги когда были иными? Только после дождя, а с этим нас Бог миловал. Тут уже проснулся нафигатор и недовольно заворчал «Вы ушли с маршрута, развернитесь…» но Сибай нам уже не нужен — с холма открывается отличная перспектива, и без всяких указателей видно, куда именно следует держать путь. Форсировав небольшую речушку (просто дорога проходит по притопленной каменной насыпи поперёк русла реки) паркуемся на стоянке за вывеской «Культурно-исторический центр «Аркаим». Цель достигнута. Пробег 585 км и 200 грамм нервов.

Регистрируемся в администрации весьма быстро. Необходимы лишь удостоверения личности, ну и срок проживания. Пока нас вписывают в «амбарную книгу жильцов» — изучаем прайс-лист на экскурсии. Средняя цена экскурсии — 100 рублей с человека. Самая дорогая — на место раскопок в протогороде — обойдётся в 200 рублей с человека. Но есть небольшой нюанс: для того, чтобы получить экскурсовода, должна собраться группа желающих. Минимальная группа — 5 человек. Можно сэкономить на экскурсоводе и пройтись везде самому, даже в музей человека и природы «Аркаим» вход бесплатный. Ходи, смотри, читай. Нужен экскурсовод? Пожалуйста, соблаговолите набрать группу и оплатить экскурсию. Мы же для себя решили, что будем ходить именно с экскурсоводом, и пусть он нас просвещает — в чём таинства здешней местности, а мы будем забрасывать его каверзными вопросами.

Группу ждать не стали: нас же четверо, значит, не обеднеем, если оплатим пятый билет за виртуального посетителя. Сказано — сделано. Оплачиваем экскурсии первого дня: посещение музея и протогорода. До музея можно дойти пешком, благо погода и степной климат к этому располагают, но затянув с музеем — рискуем отстать от экскурсии в протогород, поэтому до музея добираемся на авто.


Вход в музей человека и природы «Аркаим».

Из экспозиции музея можно узнать об истории обнаружения древнего города, культуре, производстве и предполагаемом образе жизни древних ариев. Впрочем, 4000 лет до н.э — возраст достаточно большой. Вслед за ариями в этих степях обитали сарматы, скифы и прочие интересные племена. Те предметы быта, что остались после них, можно наблюдать в этом музее.


Макет протогорода «Аркаим». Согласно проведённым раскопкам и исследованиям, город древних ариев имел вот такую круглую форму.


Вероятно, древние арии выглядели именно так.

Ходить по музею можно достаточно долго — экспонатов достаточно много, а рассказ экскурсовода очень увлекательный. Хотя рассказывать есть о чём: всё-таки четыре тысячи лет прошло с тех пор, как в эти места пришли древние арии.

После ариев пришли скифы, за ними — сарматы. И это только те, кто оставил после себя элементы культуры и археологические памятники. А сколько ещё было безымянных кочевых племён — одним степям известно.


Вот это стоит посмотреть обязательно! )))


Теперь это музейные экспонаты. А когда-то было грозное оружие. Да и ценная валюта.

Кроме этого, не стоит забывать, что в более современном мире здешние степи использовались казачеством. Тут строили хуторы, многие из которых существуют и поныне. Как следствие — большое количество экземпляров народного творчества и мастерства. Некоторые из них ещё встречались в моём детстве. Но вот ребятёнок смотрел на всё это с нескрываемым удивлением.

На первом этаже вам напомнят, что, хотя сейчас здесь степь, но совсем рядом проходит массив Уральских гор. Поэтому всякие интересные полезности находятся, буквально, под ногами. И прямое тому подтверждение — образцы полезных ископаемых. Весьма удивительных по форме и строению.


Это вовсе не рисунок по камню, как кажется на первый взгляд.

А вообще, лучше всего Аркаим раскрывается при взгляде сверху.

Правда, услугу «Полёты на воздушном шаре» над Аркаимом не предлагают, но вот обозреть окрестности с балкона второго этажа — это всегда возможно! А вид открывается добрый!


Настоящая Варшавская мельница 1901 года постройки (ураган, пронесшийся здесь в 2013 году сломал ей лопасти).
А рядом — Казачья усадьба.


«Верный Россинант» отдыхает после перехода «Казахстан — Аркаим».

«Прогуливаясь» глазами, с балкона заметили любопытную полянку. Впечатления от неё были двоякие: как бы оригинально, но, вместе с тем, каким-то холодком веяло от местечка, из которого поднималось множество рук. Интересно, чем руководствовались создатели такой природной инсталляции?

На выходе из музея вас встретит чёрно-белый снимок с призывом сохранить Аркаим. С трудом в это верится, но в своё время было запланировано строительство земляной дамбы, от которого долго не хотели отказываться. По замыслу — дамба должна была запрудить реку Караганка. Получившееся водохранилище — на нужды колхоза — как раз похоронило бы под собой все тайны Аркаима. До сих пор начало строительства можно видеть, дамба — в виде прямой насыпи — отчётливо наблюдается с горы Шаманки.

Вот так, переходя от одного экспоната к другому, слушая экскурсовода, пролетело два часа. Время уже собираться в указанной точке сбора для следующей экскурсии — в протогород древних ариев.

Желающих посмотреть, как жили люди 4000 лет до н.э. набралось около 15 человек. Экскурсовод провёл краткий инструктаж о предстоящей прогулке. Как оказалось, чтобы добраться в протогород — надо пройти по степной тропинке пару-тройку километров. А тропинка та петляет, то поднимаясь на сопку, то спускаясь в ложбинку. Поэтому шлёпанцы-сланцы не самая лучшая обувь для такой прогулки. Лучше всего — лёгкая закрытая обувь на плоской подошве. А также панамку на голову и бутылочку с питьевой водой, если день совсем уж жаркий. А хоть бы и не жаркий — вода в степи лишней не бывает. Из инструктажа мы узнали, что — да, клещи в степях водятся. Но в силу своих особенностей сидят в траве, по тропинке колоннами не маршируют. Потому, если придерживаться тропинки и не лезть в заросли здешней флоры, то прогулка обойдётся без знакомства с этими, в общем-то, занятными насекомыми. А вот комары — те ещё звери! Ни законов, ни понятий не соблюдают. Поэтому хороший репеллент совсем не будет лишним. К слову, сама экскурсия является весьма неспешной: никто маршевым шагом не топает, на рысь не переходит. Так — все гуляют, от одной «контрольной» точки к другой. Естественно, группа растягивается, но все знают и видят: куда следует идти. А экскурсовод прежде, чем начнёт рассказ, обязательно дождётся, чтобы все добрались до места.

Первую остановку мы делаем на склоне Грачиной сопки (она же — Гора Любви). В этом месте можно перевести дух и посмотреть на жилой посёлок, да «заценить» статую.

Несмотря на футуристический вид — никакой это не «подарок инопланетного разума». А самое настоящее современное произведение искусства. К сожалению, не запомнил фамилию «ваятеля», но статуя создавалась и была подарена Аркаиму в наше время.

А вот этот «посадочный модуль» — самый настоящий скульптурный станок, на котором и был создан сей монумент. Любой желающий может сфотографироваться с ним, как угодно. Мы вот сотворили инсталляцию: «Звёзды нас ждут»! Как раз в духе эзотерической обстановки здешней местности.

Дальнейший путь к протогороду продолжался через «Пьяный лес». Берёзовая рощица, в которой нет ни одного прямого дерева. Все какие-то гнутые. Уверен, эзотерики чего-нибудь придумали бы. Я ж решил, что, наверное, под землёй какие-то магнитохитрые породы залегают. Вот и «гнут» растительность. Берёзы ж убежать не могут.


«Пьяный лес» на Грачиной сопке.

По пути к городищу будет ещё парочка остановок, чтобы можно было перевести дух и дать возможность отставшим нагнать группу. Одна из этих остановок совпадает с предполагаемой центральной площадью протогорода. В результате археологических поисков, учёные пришли именно к такому мнению. Я им поверил. Эзотерики же утверждают, что именно в этом месте раскрываются неведомые энергетические струны, которые помогают познать окружающий мир. В качестве доказательств своих теорий приводят наличие плоских камней, выложенных вокруг древнего кострища. Дескать, это всё древние арии выложили. Однако пояснения археологов, что это именно они приволокли сюда камни и выложили их кругом, мне кажутся более правдоподобными. «А какая мотивация?» — спросите вы. Вот и я спросил об этом же. Мне ответили, что сосновое полено было вбито в землю, чтобы обозначить место древнего кострища. А камешки вокруг — специально для эзотериков и «медитаторов», которые приезжают в эти места в больших количествах, особенно во время летнего солнцестояния и на Ивана Купалу. Типа, чтобы рядком сели и медитировали — получается чинно и красиво. :)

Ещё одну остановку вам предложат на месте расположения хитрой стекловидной блямбы, с нанесёнными цифрами, порядка 30 см в диаметре. Фото преднамеренно не покажу — иначе станет неинтересно )))). А вот что за блямба, откуда и для чего — это вы услышите на месте. И зависеть будет от ваших личных взглядов на жизнь, отношения к мистическому вокруг нас и от сопровождающего экскурсовода. Напомню, мы ехали — как в музей под открытым небом. Поэтому меня удовлетворило научное объяснение происхождения этой фиговины. :)

Сам раскоп протогорода Аркаим находится немного дальше. Но на фото уже проглядываются его строения, например, вон тот серый фрагмент крепостной стены.

Как мы узнали из беседы, аркаим имел форму круга, наверное, поэтому эзотерики его называют «Город Солнца»? На схеме хорошо видно, что половина городища осталось не раскопанным и не исследованным. Сделано это для будущих поколений, чтобы им тоже было чем заняться на досуге. ))) А если серьёзно, то сделано это для сохранности культурно-исторического слоя. Вдруг наши потомки изобретут нечто такое, что сделает переворот в прикладной археологии, и мы узнаем много интересных вещей о жизни людей бронзового века?

Итак, добравшись до самого протогорода занимаем местечки поудобнее и готовимся слушать рассказ экскурсовода. Рассказал он нам много интересного: и о том, как выглядел протогород в эпоху своего расцвета; и на каком основании были получены эти данные; и какие наиболее вероятные причины того, что город был покинут ариями. Причём не просто покинут, а был сожжён.

Оказалось, что всё, что мы можем сейчас обозревать — не что иное, как реконструкция протогорода. Почему не реставрация? Да потому что древние арии возводили свои жилища из сосны. А у неё весьма ограниченный срок службы: 90 лет (плюс-минус). Так что реставрировать за прошедшие 4 000 лет просто нечего. Остаётся только реконструировать.


Реконструкция протогорода древних Ариев.

«Как же археологи умудрились восстановить то, от чего и следов-то не осталось?» — спросили мы? И, оказалось, были неправы. Следы всё-таки остались. «Обратите внимание, — сказали нам, — почва в раскопе песчанная, а на ней — кругляши чёрные. Это что такое, по-вашему?» По-нашему это оказалось что угодно, начиная от окаменевших коровьих лепёшек. Но всё оказалось проще. Тёмные кругляши — остатки тех брёвен, что были вбиты в землю. Город сгорел, но огонь не умеет гореть вниз. Поэтому подземная часть строений оказалась неповреждённой, благополучно сгнила-сопрела, и оставила после себя отметины в земле. Дальше прошло время, пришли археологи-практики. И на месте отметин — вбили новые сосновые брёвна. Так проявились основные точки протогорода. А остальное — домыслили по месту.


Следы древности и современные реконструкции.


Следы древнего водного канала, проходившего в городе.


В этом месте располагались колодец и медеплавильная печь.


Реконструкция крепостной стены.

Два часа промчались незаметно и совсем не утомительно. Наслаждаясь терпким ароматом степи, неторопясь пошли в обратный пусть. Ещё раз задержались у «пьяного леса». Посмотрели на дамбу, которой так и не суждено было скрыть древний Аркаим. По дороге нас встретил и молча проводил здешний смотритель... а, может, это духи Аркаима присматривались к нам, таким разносторонним и непонятным: вроде атеисты, но и эзотерики не чурающиеся.


Обитатель Аркаима.

По возвращении в дом, решили устроить себе ещё одну экскурсию: по торговым рядам. Чего там только нет! На любой вкус и кошелёк: начиная от дешёвой бижутерии и местных сувениров, заканчивая одёжкой и изделиями из натурального камня. Женщины там и остались, перед этим спросив, мол, сколько денег у нас есть и сколько мне нужно в обратный путь? Я так понял, что все остальные финансы будут истрачены на приобретение сувениров и прочих «няшек». Но бронзовый наконечник скифской стрелы я себе всё-таки купил. Каюсь, всегда неровно дышал к скифской цивилизации и их оружию. А тут — точная копия, отлитый по старым литейным формам. Только бронза современная. Как тут пройдёшь мимо?

Так завершилась экскурсионная программа первого дня пребывания в Аркаиме. Но ведь день ещё не закончился. Решаем устроить кулинарный праздник: распаковываем привезённую снедь, устраиваем мангал, готовим шашлыки. Вечер тихий, солнце мягкое. Почему бы и нет? В ход идут и бумеранг, и бадбинтон. Словом, всё, для создания отдыха и непринуждённости. Набегались, напрыгались. Шашлыки оказались вкусными, и домашняя еда да на свежем воздухе — изумительная! Продегустировали всё, и ещё затребовали добавки. А после ужина полагается созерцать закат. Что и было сделано немедленно! Затем было решено: «Идём на гору Шаманку! Чего ей стоять в одиночестве, тем более, за нашим вагончиком»? Сказано — сделано. И вот мы уже поднимаемся на склон горы, чтобы ходить по спиральным тропам, познавая дзен! )))

 
Гора Шаманка.

На вершине горы (её все зовут горой) выложены спиральные тропы. Считается, что необходимо пройти по спирали до центра и обратно. И что-то произойдёт с человеком, не сразу, и не фатальное, но эзотерики уверяют, что — надо... Многие побывавшие там уверяют, что систематически на горе происходит нечто мистическое, а если повезёт, то можно повстречаться с некими аномалиями, или с проявлениями таковых. Надо ли говорить, что мы с дитём смотрели во все глаза и во все стороны, пытаясь разглядеть аномалии? Но получалось только приманивать к себе комаров.


Эзотерические спирали на горе.


В долине — та самая дамба, которая так и не была завершена.


Каменные спирали Шаманки.


В поисках аномалий Аркаима.


Вид на лагерь с горы Шаманки.


Жилые вагончики и автомобильная стоянка.


Ночной вид лагеря.

Несколько слов о бытовых условиях: в нашем случае — был четырёхместный вагончик. Точнее, четырёхместная половина жилого вагончика. Дверь запирается на ключ (как половины, так и всего вагончика. Внутри есть холодильник, вполне нормальные (хотя и старенькие) кровати со свежим постельным бельём и тёплыми одеялами. Имеется стол, табуретки, электрический чайник и электрообогреватель (вдруг ночи будут холодными). В общем, не пять звёзд, но жить можно. С удобствами сложнее. В том плане, что они «на дворе». Туалеты чуть поодаль. Но зато имеется душ. Разумеется, отдельно от туалетов. Проживание нам обошлось в 500 рублей в сутки с человека. В эту стоимость входит посещение душа. Помимо жилых вагончиков — можно арендовать жилые домики. Но там цена уже повыше. А если вам не понравится один лагерь, так там есть ещё пара-тройка по соседству. Но можно и совсем бюджетно устроиться: денег за установку палатки не берут.

Ночью пошёл дождь. И к утру очень чувствительно похолодало. Вот тут и пригодился обогреватель. За короткое время он накочегарил в вагончике так, что можно было скидывать одеяла.

Утром спешить было некуда, дождь не прекращался. Протогород мы вчера осмотрели. Поэтому лениво валялись на кроватях и делились впечатлениями от увиденного. Однако, делись — не делись, а завтракать надо. Вытащили из холодильника то, что осталось от ужина. Вскипятили чайник, подогрели сосиски в барбекюшнице — чем не завтрак туристов в этномузее? ))


Завтрак туристов.

После завтрака потопали в администрацию. Не все экскурсии удалось посмотреть вчера. Часть оставили на сегодня. Поэтому по планам: посещение скифского кургана, жилища людей каменного века, музея древних ремёсел и поход по сувенирным лавкам.


Курган «Темир».


Реконструкция скифского захоронения.


Курган «Темир», вид снаружи.

К тому времени, когда мы вышли из кургана «Темир», начался сильный ливень. Детишки, что вместе с нами были на экскурсии, попрыгали в автобус и были таковы. Мы же не могли бросить экскурсовода, не по-человечески это, ей же идти до лагеря километра три. А у нас есть свободное место. В общем, довезли девушку. А она нам рассказывала о том, как сменяли здешние племена друг друга, и почему каменные идолы имеют такие странные очертания. Словом, получилась ещё одна мобильная экскурсия. В музей древних ремёсел попали, когда дождь шёл, как говорится, «по-большому». Тем интереснее и необычнее было слушать лекцию о том, как жили древние арийцы и об особенностях древнего быта.

Оказалось, что все печи, которые располагались под крышей этого музея — действующие. И если принести дров и растопить их, то вполне получим те же условия, в которых жили арии. Сам музей, к слову, выполнен точно так же, как и древнее жилище.


Двухкамерная гончарная печь.


Печь, используемая ариями для обогрева жилища.


Плавильная печь.


Современные бронзовые отливки, выполненные по древним моделям. Именно так выглядели инструменты каменного века.


Гончарная мастерская бронзового века.


Стена жилища древних ариев.

В музее к нам присоединились путешественники, проехавшие за ночь 800 км для того, чтобы своими глазами посмотреть на протогород ариев. Послушав экскурсовода, они начали расспрашивать нас о том, что стоит посмотреть, и с чего следует начинать осмотр. :)


Обмен мнениями.

К сожалению, время поджимало, пора было отправляться в обратный путь. Хотя и тянуло остаться ещё на сутки-другие: побывать на Александровской сопке (гора Любви); послушать экскурсию в жилище каменного века; прокатиться на другие сопки Аркаима... но когда-нибудь в другой раз :).

На обратном пути заезжаем «поздоровкаться» с каменным веком. Жилища эти — точная копия реальных домов. Более того, внутри них воспроизведено убранство той эпохи. Но двери заперты, поэтому делаем снимки, как удаётся.


Реконструкция жилища каменного века.


Интерьер каменного века.

Нельзя проехать мимо и не посмотреть усадьбу оренбургского казака. Комплекс, кстати, полностью укомплектован экспонатами. И если не работает, так только от того, что не смогли найти смотрителя комплекса. Надеемся, что в этом году им повезёт больше, и комплекс примет-таки своих посетителей.


Варшавская мельница 1901 года постройки.


Главный вал ветряной мельницы.


Жернова варшавской мельницы.

На прощание делаем несколько фото и обещаем: «Мы ещё вернёмся, Аркаим! Ещё не все твои красоты были увидены, не все тайны познаны!»


Александровская сопка (Гора Любви) — дождь не помеха, чтобы постигнуть дзен.

В обратный путь выехали в четыре часа дня. Возвращались маршрутом, который предложил «нафигатор». Как оказалось, зря я ему не поверил. Дорога оказалась прямой, ровной и хорошего качества. А открывающийся вид на Уральские горы — впечатлял своим величием. Доехав до Агаповки, залил в бак 15 литров бензина и позвонил родителям. В Аркаиме не ловит сотовая связь, поэтому они были в неведении: где мы и как у нас дела.

Ну, и подведя итоги:

  • пройдено 1150 км российских и казахстанских дорог;
  • израсходовано 65 литров бензина АИ-92;
  • на проживание в лагере потрачено 4 000 рублей (двое суток, четыре человека);
  • экскурсии весьма бюджетные — 100 рублей на человека, это вообще ни о чём;
  • можно ли считать это место мистическим? Вопрос открытый: каждый должен найти ответ сам. И сколько при этом следует пройти витков спирали, о том только Аркаим ведает!

Всем спасибо за внимание и потраченое время.

А. В-ич, ссылка на авто: https://reviews.drom.ru/kia/cerato/70889/


Дром

Комментарии

  
Барнаул
Сообщений: 9003
P 973 ZXM и зачем затирать номера?
Масло G-ENERGY Synthetic Active 5W-40 5л 253142411 2300р
6
23
Ответить
  
Барнаул
Сообщений: 9003
ГАВ-рик:
P 973 ZXM и зачем затирать номера?
793
Масло G-ENERGY Synthetic Active 5W-40 5л 253142411 2300р
12
5
Ответить
 
ЯМАЛ
Сообщений: 4153
Познавательная поездка. Жил в Троицке и Южноуральске но в Аркаиме не был. Мечтаю когда-нибудь тоже съездить.
10
1
Ответить
 
омск
Сообщений: 7
на любителя
13
4
Ответить
    
Сообщений: 1941
Прочел с большим интересом,спасибо за любопытный рассказ)
Ваз 2109 2004г был
Тойота корола 2000 была
Лансер х 2009г есть
17
3
Ответить
    
автор
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
ГАВ-рик:
P 973 ZXM и зачем затирать номера?
Последнее фото было оставлено преднамерено. Таков замысел писателя :)
Мои отзывы: Opel Corsa 2012, Kia Cerato 2012
5
3
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8247
Спасибо за подробное описание. То есть один новодел, смысла для себя туда ехать не вижу.
Кстати, стоунхэндж, говорят, британские военные построили )
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
7
5
Ответить
   
Сообщений: 790
Если бы поехали, через Джетыгару, то в 2 раза бы путь сократили. И дорога, сейчас там терпимая.
***
Мой отзыв: Mercedes-Benz E-Class 1994
3
 
Ответить
    
автор
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
Руслан МБ 124:
Если бы поехали, через Джетыгару, то в 2 раза бы путь сократили. И дорога, сейчас там терпимая.
Ездили в 2014-ом году, в мае. На тот момент информации о дорогах не было.
 
 
Ответить
 
Tomsk
Сообщений: 7206
познавательно. специально бы не поехал, но буду в тех краях, наверное, зарулю.
6
2
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Scout66:
Спасибо за подробное описание. То есть один новодел, смысла для себя туда ехать не вижу.
Кстати, стоунхэндж, говорят, британские военные построили )
Там не в новоделе смысл: посвященных вштыривает не по-детски, типа энергетика сумасшедшая. Приятель одно время очень звал, но я не поехал - вдруг не прохватит, чего зря бензин жечь...
Отчет нескучный, слог приятный. Удачи.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
11
2
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Нормольно прокатились,молодцы.
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
3
3
Ответить
    
Оренбург
Сообщений: 37256
молодцы
 
2
Ответить
 
Сообщений: 7357
Интересно было посмотреть про сегодняшний Аркаим. Я был там 20 лет назад еще ребенком. Тогда он из себя представлял всего лишь палаточный городок и небольшие археологические раскопки в песчаной почве. Сейчас уже и музеи построили и вагончики привезли.
Самое красочное впечатление из той поездки наверное как наш пьяный в дупель водитель автобуса повез нас на Пазике к речке купаться и мы чуть с обрыва в эту речку не упали.
сочувствующий
5
 
Ответить
Сообщений: 1
Кстати зря не поехали через Житикару,дорога вполне себе,единственно до таможни 25 км и после 10 сносный грейдер,а так ничего страшного,100 км\ч практически везде держать можно.Дороги пустые,трафика нет.
4
 
Ответить
Были в этих местах в 2012г. на майские праздники. Жили тоже в вагончике с двух-ярусними кроватями на 8 человек. Вот с погодой нам повело больше. Муж даже купался в речке. Это тоже что-то эзотерическое: то ли молодеешь, то ли годы жизни себе прибавляешь, то ли еще чего- нибудь. Добавляю фото жилищ каменного века, куда вы не попали.
6
 
Ответить
А мельница еще с лопастями.
3
 
Ответить
   
Тула
Сообщений: 898
"Впечатления от неё были двоякие: как бы оригинально, но, вместе с тем, каким-то холодком веяло от местечка, из которого поднималось множество рук. Интересно, чем руководствовались создатели такой природной инсталляции? " Создатель художник-авангардист Ян Эрик Куллберг из Финляндии.... Приобщает россиян к эуропейским ценностям.
7
4
Ответить
    
Миасс
Сообщений: 1381
Был там, что то не впечатлил меня этот Аркаим.
Мой отзыв: Toyota Wish 2003
5
1
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Не часто" похоже" выезжаете" коль такую ,эпопею, закрутил.
3
10
Ответить
  
Appl-Town
Сообщений: 283
"На российском КПП те же процедуры: оставляем машину, заходим на фейс-контроль. Первым проходит водитель авто. Тот же пакет документов для пограничника. После рассмотрения-регистрации — возвращают обратно с половиной миграционной карты. Отныне этот документ следует беречь, как зеницу, о, как! ))

С 01 января 2015 года произошли изменения в процедуре пересечения границы: выезжающим в РФ по казахстанскому паспорту нет нужды заполнять миграционную карту. Да и штамп в паспорте на казахстанской границе ставят по желанию выезжающего."

Так как все же правильно? Если не заполнять миграционную карту,то зачем её тогда брать? И зачем её следует беречь как зеницу ока?
1
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Познавательно...)
 
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Интересное место.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
 
 
Ответить
    
автор
Костанай. Калуга. Омск
Сообщений: 1161
Мр.Гибсс:
"На российском КПП те же процедуры: оставляем машину, заходим на фейс-контроль. Первым проходит водитель авто. Тот же пакет документов для пограничника. После рассмотрения-регистрации — возвращают обратно с половиной миграционной карты. Отныне этот документ следует беречь, как зеницу, о, как! ))
С 01 января 2015 года произошли изменения в процедуре пересечения границы: выезжающим в РФ по казахстанскому паспорту нет нужды заполнять миграционную карту. Да и штамп в паспорте на казахстанской границе ставят по желанию выезжающего."
Так как все же правильно? Если не заполнять миграционную карту,то зачем её тогда брать? И зачем её следует беречь как зеницу ока?
Фотоотчёт начал писаться ещё в прошлом году. С тех пор - произошли изменения.
 
 
Ответить
 
Челябинск
Сообщений: 154
Хотел в этом году съездить, после Вашего отчета понял, что нет никакого желания жечь бензин, гораздо интереснее в горах уральских.
СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫЙ!
2
2
Ответить
 
Сообщений: 149
мистично) надо ехать!
2
 
Ответить
чернознат
Челябинск
не ку й там делать совершенно, лучше бап молодых склеить и в баню с ними
 
4
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 489
На Байкал хочу.
Удачи на дорогах!
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром