|
Маршрут: Новосибирск—Павлодар—Астана—Караганда—Балхаш—Алма-Ата—Капчагайское водохранилище—Талдыкорган—Семипалатинск—Барнаул—Новосибирск.
Какие ассоциации возникают у вас в голове, когда вы слышите слово «отпуск»? Море, пляж, курорт? Лично у меня отпуск давно и устойчиво ассоциируется с глобальными проблемами. Весь год копишь-копишь неподъемные дела, наступает отпуск и раз!... два, три — бежишь решаешь. Ремонты какие-то вечные: то квартиру латаешь, то дачу шаманишь, то машину ковыряешь. А еще бумажки накопились разные: срочно нужно в страховую, а оттуда в юстицию да через налоговую. В общем, отпуска у меня обычно заканчиваются еще на первой странице списка неотложных дел.
В 2014 году все должно было пойти по стандартному сценарию, но в мае жена взбунтовалась и поставила ультиматум — семье нужен отдых. Отдых, конечно, нужен — кто бы спорил? Осталось дело за малым — определить бюджет и выбрать формат этого самого отдыха. Ну и, само собой, до развода дело не довести в процессе обсуждения, ведь для жены отдых — море и пляж, для детей — компьютер и мультики, а для меня — новые впечатления и дорога.
Как часто бывает, с форматом отдыха помог определиться бюджет. Он быстро вычеркнул из отпускного списка мечты о средиземноморском, черноморском и проче-морских побережьях. Дача была плохим вариантом, так как не предполагала смены привычной обстановки и, вообще, мало располагала к отдыху своим обветшавшим состоянием. Была еще проторенная дорожка на Бухтарму в гости к тёще, но новых впечатлений она не обещала. И тогда я предложил автопутешествие по незнакомым и неизведанным нами местам.
Первый предложенный вариант маршрута был такой: Яровое, Астана, Боровое. После изучения был отвергнут как недостаточно отвечающий пожеланиям жены о теплом море и пляже. Увеличили радиус поиска и скорректировали: Боровое, Астана, Балхаш. Глянул я по карте, от Балхаша до города-мечты моего детства и юношества Алма-аты всего 600 километров — грех не заехать. Сделал себе подарок, включил Алма-Ату в маршрут, а жене пообещал еще и Капчагайское водохранилище. Тоже, можно сказать, море, а если широтами мерить, то даже южнее Сочи получается. В итоге поделили 15 дней поровну: мне три дня в Астане и три в Алма-Ате, а жене три дня на Балхаше и столько же на Капчагае, остальное на дорогу.
Чтобы не тратить время на организацию процесса изнутри этого самого процесса, готовиться я стал заранее. Пару недель по вечерам я читал все, что смог найти по поездкам в Казахстан на просторах Интернета, аккумулируя полученные знания в онлайн-блокноте. Фиксировал все: интересные, с точки зрения туриста, места; цены на жилье, продукты, мобильную связь и бензин; состояние дорог, полезные сайты. В блокноте так же нашли место телефоны доверия МВД по областям, выдержки из ПДД и закона о курении, табличка со штрафами и офлайн карты основных маршрутов.
Там как отдых планировался максимально комфортным, то озадачиться местами проживания было решено заранее. Как оказалось, решение было мудрым. С поиском квартир в Астане и Алма-Ате никаких проблем не возникло, они были на любой вкус и бюджет. А вот базы отдыха на Балхаше и Капчагае оказались в дефиците. Все-таки сервис казахстанской провинции еще далек от мировых стандартов, приемлемый уровень комфорта предлагают единицы, и варианты разлетаются, как пирожки в студенческой столовой. Я занялся подбором баз за две недели до выезда и еле-еле успел выхватить то, что хотел.
День выезда неумолимо приближался, но забот меньше не становилось. Дело в том, что наш четырехколесный друг семьи, верой и правдой прослуживший нам шесть лет, вдруг закапризничал. Не хотелось, видать, старичку трясти подвеской так далеко от дома. Сначала (за неделю до отправления) он крякнул застарелой, заботливо засверленной и заполированной трещинкой на лобовом стекле. Через два дня загудел ступичным подшипником, а еще через три — отказался тормозить половиной колес. В довершение пропала подсветка спидометра. Так был отрезан первый кусочек от отпускного бюджетного пирога: лобовик, подшипник, главный тормозной цилиндр и пять лампочек панели приборов пошли под замену. Дополнительно старичок был задобрен свежекупленным видеорегистратором и магнитолой (да-да, на старой сдох CD-привод, одно к одному, блин). Кроме того, в багажник была поставлена литровая канистра масла, 5-литровая канистра бензина, новый огнетушитель и коробочка с мелочевкой (предохранители, запасные лампочки).
Друг семьи, NISSAN X-TRAIL 2002 г.в.
Данная поездка в Казахстан должна была стать для нашей семьи шестой по счету (пять предыдущих Новосибирск—Зыряновск, 940 км от порога до порога), поэтому мы особо не волновались, т.к. уже знали свои возможности и могли рассчитывать силы. Первый перегон нашего планируемого маршрута должен был составить 1060 километров (Новосибирск—Астана). С учетом предыдущего опыта, я рассчитывал покрыть это расстояние часов за 15-18. Точнее не прикидывал, так как знал, что прохождение таможни это всегда лотерея. Десять предыдущих пересечений границы на переходе Михайловка—Шемонаиха в разные годы давали разброс от 1 до 7 часов ожидания (7-часовой переход, кстати, был уже после образования Таможенного Союза). Обычно в дальние поездки мы выезжали в 6 утра, но в этот раз решили двинуться раньше, чтобы оказаться в незнакомом городе еще засветло. В итоге старт был назначен на 03:00 6 июля 2014 года.
День первый. 06.07.2014 (Новосибирск—Астана)
Как водится, старт задержался. В последний момент мы что-то забыли, долго бегали кругами и махали руками, в результате вырулили из двора только в 03:50. Впрочем, к задержке мы отнеслись философски, так как вовремя у нас не получалось выехать до сих пор ни разу. По городу я ехал медленно, готовясь к длинной дороге: по привычке пробовал машину на разгон, торможение и остроту руля, успокаивал легкий мандраж и настраивал под себя кресло, а себя на Дорогу. Специально прописной буквой выделил, так как для меня Дорога, это больше чем маршрут из точки А в точку Б. Это, скорее, состояния души и ума, когда есть ты, цель и процесс движения к цели, которому подчинены и мысли и поступки, а все остальное осталось на старте и отложено до финиша. Несколько пафосное вышло объяснение, но достаточно точно отражающее мои ощущения.
Наконец Новосибирск подмигнул нам на прощание последним светофором. Дети мирно спали в своих креслах, жена грызла семечки, играла тихая музыка, мелко накрапывал дождик, по мокрому асфальту шелестели колеса — сердце застучало в нужном ритме, дрожь прошла, мысли очистились от проблем и настроились на отпускную волну.
Первый отрезок в 386 км до Карасука проскочили без остановок за 4 часа. Дорога была пустынна и туманна, за все время встретилось не более десятка попуток, из них только две фуры — красота. Все-таки у юго-западного направления (ордынского, P380-P382) большие преимущества перед южным — барнаульским (M52). Сразу вырываешься на «оперативный простор», а не тащишься через бесконечную череду населенных пунктов, да и сама трасса не так нагружена, особенно после развилки на P382 за Ордынским.
В Карасуке сразу за ж/д переездом тормознули на АЗС (на часах 8:00). У нашего Трэйла запас автономности на трассе километров 500-550, можно было и потерпеть чуток (до границы), но смысла особого в том не было. Все равно российского бензина на 650 км от границы до Астаны не хватит, а в Павлодаре мы так и так планировали остановку.
Граница встретила нас шлагбаумом и грустным пограничником. Мы привыкли упираться перед границей в хвост длинной очереди автомобилей, а тут — никого. Грустный пограничник сразу нас пропустил дальше, только посоветовал снять на время перехода видеорегистратор. Сказал, что на казахском посту могут прикопаться, так как съемка на территории пограничных пунктов контроля запрещена. Дальше все прошло по знакомому сценарию, и уже через 30 минут казахский погранец выпустил нас в Казахстан, не забыв при этом стрельнуть у меня пару сигарет. Дальше оформление страховки в киоске сразу у выездного шлагбаума. Отдельное спасибо казахстанскому Билайну, который поприветствовал меня SMS-кой и напомнил мне тем самым отключить мобильный интернет в смартфоне. Мегабайты в роуминге очень дороги, в чем я уже имел возможность убедиться в одной из прошлых поездок, когда Яндекс-Навигатор скушал у меня за час 500 рублей.
Первые километры по Казахстану были ужасны, но вскоре дорога стала улучшаться, а после въезда в Павлодарский район стала очень приличной. Мы шли с явным опережением графика, поэтому я особо не торопился и ехал, соблюдая все знаки. Пару раз навстречу попались патрульные машины. Один из эпизодов я взял на заметку: полицейские развернулись, включили люстру и остановили лихача на мазде, который за минуту до этого обогнал меня, как стоячего. Подозреваю, что «приняли» его за скоростной режим, потому что ничего другого он, вроде, не нарушил, а это означает, что казахи стреляют своими радарами не только из засад, но и на ходу.
В Павлодаре первую остановку мы сделали у мечети Машхура Жусупа, я специально сделал крюк, чтобы посмотреть на это величественное сооружение.
Мечеть Машхура Жусупа. Павлодар.
Дальше по плану был обменник. Город я изучил заранее, в чем мне сильно помогла интерактивная карта (http://www.gorodpavlodar.kz/Map.html). Лучшее ценовое предложение было в обменнике на Лермонтова, 45, там мы и поменяли первые 15 тысяч рублей по курсу 5,42. Надо сказать, что это был самый лучший курс за всю поездку. Дальше по ходу повествования я постараюсь больше не указывать курсы и цены, дабы не травмировать соотечественников сравнениями «как было тогда» и «что стало теперь».
На той же улице Лермонтова была куплена автомобильная аптечка (в аптеке на Лермонтова, 82) и казахстанские сим-карты (салон «Мобильный мир» на Лермонтова, 84). Симки были Билайновские, и мы сразу подключили на них услугу «Соседи» (для звонков в Россию) и Гигабайт L+ (150 Мб интернета в сутки). Жена еще успела там же на мини-рынке купить банку малины. В Новосибирске перед нашим отъездом только-только клубника пошла, а тут, всего в шестистах километрах, уже малины завались — чудеса.
На выезде из Павлодара я был первый раз остановлен. Местный служитель порядка немного поиграл со мной в психологическую игру — не подходил к машине минуты три. Но о новых правилах (запрет на выход из автомобиля без требования инспектора) я был осведомлен, поэтому сидел и спокойно кушал ягоду. В итоге он про нас вспомнил, подошел и попросил права, техпаспорт, страховку. Легко. Теряя надежду, инспектор спросил про аптечку. Их есть у меня. Причем, на любой вкус — маленький аул можно вылечить: аптечка российская старого образца (вожу с собой из-за таблеток, которых нет в новой), аптечка российская нового образца (для техосмотра), аптечка казахстанская просроченная (покупал года три назад, положил в поездку на всякий случай), аптечка казахстанская новая и еще аптечка «дорожная», которую собирала жена в поездку (не автомобильная). Инспектор так впечатлился от такого богатства, что, прощаясь, чуть не забыл отдать мне мои документы. Я напомнил, и мы расстались.
Дальше была дорога: в Павлодарской области хорошая, в Акмолинской плохая. Последние 50 километров до Астаны дались особенно тяжело — стройка автобана, сплошные объезды, ограничение 50-30 и полицейские за каждым трактором.
На посту на въезде в Астану нас ожидал сюрприз: вдоль дороги навытяжку стояли с десяток полицейских в парадных рубашках и фуражках-аэродромах. Дело в том, что день 6 июля для Казахстана является национальным праздником. Это день рождения президента и, по совместительству, день рождения столицы страны. Об этом я узнал незадолго до поездки, когда поздно было уже менять планы. Данное событие, с моей точки зрения, имело свои плюсы и минусы. К плюсам я отнес возможность посмотреть на праздничную иллюминацию ночной Астаны и сопутствующие салюты и фейерверки. К минусам — скопление народа и возможные перекрытия центра города для проезда транспорта. Я привык, что в Новосибирске День города — это день пробок и диких толп, а также стихийный общественный туалет в любой подворотне в окрестностях площади Ленина (мой родной двор, например, всегда был в радиусе поражения). К слову, страхи перед минусами Дня столицы оказались напрасными, как, собственно, и ожидания от плюсов.
Мы спокойно проехали через «старый город» (правый берег реки Ишим) и без проблем добрались до квартиры в «новом городе» на левом берегу. Квартиру мы бронировали через сайт apartamenty.kz в ЖК Алатау (ул. Туркестан, 2). С заселением никаких проблем не возникло, машину удалось пристроить на подземном паркинге в соседнем ЖК, и уже в 20:00 (по местному в 19:00) мы вышли из подъезда с целью насладиться первыми впечатлениями.
На первый вечер мы ничего особо не планировали, так как думали, что сильно устанем с дороги. Поэтому решили просто побродить по центру и поглазеть на местные праздничные гулянья. Оказалось, что все гулянья — это небольшая кучка зевак у сцены рядом с Байтереком. Мы были очень этим обрадованы, так как не любим массовку. Не спеша мы прошли до президентской резиденции, фотографируя все, за что цеплялся взгляд. Потом вернулись к поющему фонтану и присели передохнуть на лавочку. Солнце уже садилось, и я хотел дождаться музыкально-водного представления, о котором читал в Интернете. К сожалению, музыку так и не включили, мы так поняли, чтобы не перекрывать развлекательную программу у Байтерека. Не дождались мы и праздничного фейерверка, он был, но на 2 часа позже и в другом месте. К этому времени мы уже спали.
Первая прогулка по Астане (Водно-зеленый бульвар).
Массовые гулянья в честь дня рождения президента и столицы (у резиденции президента).
Концертный зал «Казахстан». В день города там давал концерт Александр Серов. С улицы слышно не было.
День второй. 07.07.2014 (Забег по Астане)
Этот день мы планировали провести в окрестностях Думана. Машину брать не стали, сели на автобус (я за завтраком скачал на смартфон парочку приложений по автобусным маршрутам столицы Казахстана). Что сказать? Общественный транспорт Астаны (я сейчас говорю про левый берег) немного отличается от нашего сибирского: автопарк новый, водители в фуражках, а кондуктора в белых рубашечках и галстуках. На каждой остановке кондуктор выскакивает из салона на улицу собирать пассажиров. В общем, все заточено на то, чтобы произвести максимум впечатления на гостей столицы. Маршруты тоже построены таким образом, чтобы в процессе поездки осмотреть как можно больше достопримечательностей, причем с разных ракурсов (наш автобус двигался змейкой, и в результате мы проехали параллельно Водно-Зеленому бульвару два раза — сначала с запада на восток, а потом с востока на запад).
В Думане мы провели часа четыре: посетили океанариум, аттракцион «Джунгли», перекусили в местной кафешке. Расписывать особо не буду, так как все эти развлечения подробно представлены в Интернете. Кратко скажу, что понравилось все и всем. Детям больше всего «Джунгли», так как давно замечено, что наибольшая радость в нежном возрасте достигается через небольшой испуг. Я же с удовольствием покрутился на авиатренажере-симуляторе, а жена успела вихрем пробежаться по ярмарке индийско-казахстанской дружбы, открытой в центральном зале развлекательного центра.
После Думана, как водится, был Атамекен (Казахстан в миниатюре). В честь праздника вход был бесплатным, но сильного наплыва туристов не ощущалось. Погуляли там мы с интересом. Я показал семье город своего детства Актюбинск, потом пошли в Восточный Казахстан, на родину жены. Зыряновска, правда не нашли, сфотографировались на фоне Бухтарминского водохранилища. Потом прошли предполагаемым маршрутом нашей поездки — через Астану, Балхаш и Алма-Ату. Зашли в крытый павильон с миниатюрной Астаной, но долго там не выдержали — очень уж душно. В общем, Атамекену можно поставить твердую четверку. Минус бал только за обшарпанность некоторых экспонатов этого музея под открытым небом.
День был долгим, в общей сложности мы провели на ногах 12 часов. Были на набережной, посетили городской пляж, погуляли по центру. Домой притащились из последних сил уже в первом часу ночи.
«Дядя-водолаз с пылесосом» — самый запомнившийся детям «экспонат» окенариума в Думане.
Хотя там были и акулы... Вообще, океанарум произвел самое положительное впечатление,
особенно, если учитывать расстояние до ближайшего океана.
Обратите внимание на надписи. Вот что значит — полный сервис. Ну, не прелесть ли?.. Думан, все-таки, самый клиентоориентированный развлекательный центр из всех, которые мне доводилось посещать.
Симпатичный паучок из Джунглей. Мой младший сын согласился с ним сфотографироваться только при условии, что мама будет держать за руку. У Джунглей очень хорошо продуманная концепция и проработанный антураж. Все элементы этого доисторического аттракциона от подсветки и звукового оформления до декораций с водой и лианами создают особую атмосферу, которую не могут испортить даже местные унылые гиды.
Еще одна милая зверушка. Умеет мотать головой и злобно рычать. Внушает. Конечно, фотографиями с мыльницы не передашь очарования этой игрушечной страшилки.
Такой пол я хотел бы сделать у себя в туалете, чтобы детишки поменьше туда бегали в процессе вечернего отхода ко сну.
Атамекен. Павильон «Астана». Нам сильно не хватало игрушечной машинки на радиоуправлении.
А это всего в двух кварталах от Байтерека. Асфальта уже нет, только подъемные краны и таблички с надписью: «Здесь строится счастье» (не шутка). Надеюсь, у казахов хватит денег на завершение мега-проекта под лейблом «Астана». После тесных улочек родного Новосибирска лично мне нравится идея строить города с чистого листа и в чистом поле.
Водно-зеленый бульвар особенно красив после заката. Сочетание теплой ночи и прохладных брызг фонтана, что еще нужно беззаботному отпускнику? И комаров нет, тоже немаловажный штришок.
Детей напоследок взбодрил орущий в мегафон мулла из мечети Нур Астана. Вечер сразу перестал быть томным, даже меня пробрало.
День третий. 08.07.2014 (Заезд по Астане)
Пешие прогулки нас достаточно утомили, поэтому последний день в Астане мы провели на машине. Да и места, запланированные к посещению, были территориально сильно разбросаны. Первым делом мы поехали в старый город в обменник, так как банки нового центра предлагали слишком грабительский курс. Потом была экскурсия по Дворцу мира и согласия, подъем на обзорную площадку Байтерека и визит в парк развлечений Хан-Шатыра. Проблем с парковками и транспортных пробок на всем маршруте не наблюдалось, расстояния тоже были не запредельными, поэтому весть квест был преодолен часов за шесть. По впечатлениям больше всего запомнился, конечно, Хан-Шатыр. Вот уж где развлечения на любой вкус и возраст. А вот Байтерек разочаровал. Когда заберешься на самую верхушку, яснее понимаешь, что Астана вовсе не город-мечта, а просто набор футуристических сооружений на маленьком пятачке. И степь да степь кругом...
На заднем плане — Стела независимости (монумент «Казак Елi»). Год обретения независимости Казахстаном — 1991,
поэтому высота стелы составляет 91 метр. Такие вот символы.
А это я на фоне Дворца Мира и Согласия, известного так же как «Пирамида».
Не просто стою, а своим ростом символизирую год изгнания Наполеона из России. В миллиметрах, правда.
Центральный зал Дворца Мира и Согласия.
Вся наша семья в зале заседаний на самом верху Пирамиды.
Хан-Шатыр — торгово-развлекательный центр. Все без обмана. И торгуют, и развлекают.
Поездка на монорельсе в Хан-Шатыре. Удовольствие и взрослым, и детям.
Краткое резюме по Астане
За три неполных дня городом мы насытились. В последний вечер уже хотелось сменить раскаленный асфальт на песочек пляжа. А, в принципе, город нам понравился (я говорю сейчас про новый город, так как старый мы видели только из окна автомобиля). Самое запоминающееся я выложил выше в виде фотографий. Еще из плюсов можно отметить:
Что еще хотелось добавить — очень понравилась организация жизни в отдельных ЖК. Я прямо как в детство вернулся, когда дворы еще не превратились в парковки, а оставались «социальными институтами». Мы с ребятишками в один из вечеров пошли в соседний ЖК-«колодец» на качелях покататься, а попали, как будто, в старый советский фильм про высокую культуру быта. Бабушки на лавочках что-то вяжут и сплетничают, дедки — кто в газетах, кто в планшетах. Мужики в беседках в шахматы и нарды играют, парни молодые на тренажерах и турниках вертятся. Мамы с колясочками снуют туда-сюда, малышня всех возрастов носится. Позавидовал белой завистью — дети быстро нашли себе клубы по интересам и на полтора часа просто растворились в беготне и смехе, не докучая родителям.
День четвертый. 09.07.2014 (Астана—Балхаш)
Квартиру сдали в 7 утра, чтобы успеть до вечера захватить побольше пляжа. Выбирались из Астаны долго — больше часа, навигатор повел нас на юг по объездной дороге, в итоге до выезда из города проехали около 40 километров. Дорога хорошая, но постоянные ограничения 30-50, отсутствие попуток-спонсоров и камеры на столбах удручают. А меня еще днем раньше местные жители напугали, что на выезде через одного иногородних тормозят и пробивают по базе на нарушения, зафиксированные автоматикой. У меня в активе на тот момент был поворот налево на зеленый «прямо» вместо «стрелки» прям под камерой, и парочка косяков с пешеходами и разметкой.
Страхи нарваться на нехилый штраф, город Астана и хорошая дорога закончились одномоментно — сразу за полицейским постом у села Жибек жолы. А дальше до границы Акмолинской области — ремонты, степные пыльные и каменистые объезды, знаки ограничений. Очень тяжелая дорога — 200 км трассы М36 Астана—Караганда мы тащились три с половиной часа. В Караганде была первая и последняя остановка — заправили бак до отсечки и двинулись дальше на юг.
Вопреки опасениям дорога Караганда—Балхаш (М36) оказалась на твердую четверку: знаки внятные, покрытие не разбитое, видно далеко. Местность, конечно, не идеально ровная, довольно много подъемов и спусков. Пришлось много обгонять, фуры на киргизских номерах перли в попутном направлении чуть ли не сплошным потоком. К обеду фуры резко кончились, (видать, мы опередили всех, кто выехал с утра из Караганды), я передал управление жене и последние сто километров до Балхаша проспал (примечание: имеется в виду город Балхаш, а не озеро в целом). В город нам было не нужно, поэтому мы сразу ушли направо вдоль озера на Шубар-Тубек (Чубар-Тубек), это небольшой поселок километрах в двадцати от города. Последний рывок — и вот мы уже въезжаем в ворота базы. Тридцать минут на то, чтобы устроить машину под навесом, оплатить номер, быстренько перетащить вещи и надеть купальные костюмы. Балхаш, мы добрались до тебя!
День пятый и шестой. 10-11.07.2014 (Балхаш)
Что тут скажешь, три дня солнца, воды и песочка способны вытряхнуть из души и смыть с тела весь негатив и нервотрепку однотонных трудовых будней длиною в год. Балхаш был прекрасен и многолик. Утром он встречал нас свежим ветром и мощным прибоем, взбадривая уверенной силой своих волн, после обеда успокаивался и сиял особыми, только ему присущими красками, ночью манил лунной дорожкой, уходящей в бесконечность. И, самое главное, от процесса получения удовольствия ничего не отвлекало. Часто бывает, что маленькие досадные мелочи бытового характера перекрывают красоту природы, заслоняя собой то, что тебя окружает и мешая наслаждаться моментом. Здесь же царила абсолютная гармония.
Конечно, описывать подробности пляжного отдыха дело бесперспективное. Все, надеюсь, и так понимают, что теплое море, жаркое солнце и песочек после холодной сибирской зимы — это хорошо. Что тут еще можно добавить? Поэтому не буду отнимать ваше время и остановлюсь только на культурно-бытовых подробностях.
Поселок Шубар-Тюбек представляет из себя одну улицу длиной в километр с базами и частными домами по обе стороны. Поселок заточен исключительно под отдых уставших от асфальта городских жителей. Варианты размещения двух типов: либо рассчитанные на большой кошелек, либо — «на любителя». Особых развлечений поселок не предлагает, есть только пара магазинов типа «киоск» с пивом и чипсами. По большому счету, за пределами базы ничего интересного мы для себя не нашли — жара, сухие колючие кустарники и соляные пятна.
Теперь о базе. База «Голубая лагуна», на которой мы отдыхали, база семейная. Никаких дискотек и буйных вечеринок, только приверженцы спокойного отдыха. В основном — из Караганды, хотя на парковке встречались авто с номерами Астаны, Актюбинска, Восточного Казахстана и, даже, пара российских (Омск). Как я понял, наша база по местным меркам довольная «старая», еще советской постройки, однако не так давно получила современный ремонт. Номера оборудовали в соответствии с актуальными представлениями о комфорте: душевые кабины, кондиционеры, пластиковые окна, кровати с качественными матрасами. О возрасте базы напоминают только деревья на территории, ее ровесники. Вообще, растительность на Лагуне заслуживает если не отдельного абзаца, то уж отдельного предложения точно. Зелень везде: сочная трава на газонах, цветы в вазах, деревья, создающие прохладу и тень в знойный полдень. И все это под неусыпным контролем персонала с поливом 3 раза за день. На территории расположена парковка, потом идут двухэтажные корпуса к самому морю. Есть кафе с качественной и питательной едой, хотя и не особо изысканной. Пляж у базы свой — с каменной дорожкой почти до самой воды (чтобы не загребать песок в обувь на обратном пути), с тентами от солнца и волейбольной площадкой. Площадку, кстати, поливают один раз в час из шланга, чтобы охладить поверхность, сам песок пляжа периодически разравнивают граблями. Я это все к тому, что сервис волне соответствует стоимости. Мобильная связь на базе была стабильная, а вот за мобильным интернетом приходилось лезть повыше на террасу. Помогало, правда, мало.
Вид на базу со стороны домика администрации, сразу за забором со спасательными кругами начинается пляж.
Вид на наш номер (второй этаж). У каждого номера стол, сушилка и мусорный контейнер. Еду из кафе по просьбе могут приносить прямо к номеру. На втором этаже терраса, как видно, общая, на первом у каждого номера свой персональный закуток.
Ежевечерний приятный бонус. Как только начинались сумерки, сотрудники базы разворачивали экран, ставили проектор и кресла полукругом. Вся желающая ребятня устраивалась поудобнее, накрывалась выдаваемыми пледами и полтора часа смотрела мультики. Родители при этом находили себе занятия в номерах, по крайней мере, на территории во время киносеансов их видно не было :).
А это вид на ночной пляж с нашей террасы. «Море» спокойно. Душа в гармонии с морем.
Погода все три дня нас разнообразием не баловала: +37 температура воздуха, +27 температура воды. С утра был ветерок с моря, поднимавший небольшие волны, после обеда и до утра — полный штиль. В общем, полноправный «тюлений» отдых.
Балхаш радовал глаз и тело. Северо-западное побережье, где мы отдыхали, относится к пресной части озера, но вода все равно была чуть солоновата. Цвет воды словами не описать, он, скажем так, очень оригинальный, вероятно, из-за каких-то меловых примесей.
Первый вид семейных развлечений — прыжки с мостков. Много брызг, пузырей и счастья.
Второй вид семейных развлечений — самозакапывание.
День седьмой. 12.07.2014 (Балхаш—Алма-Ата)
Изначально, планируя поездку, я старался выбрать время так, чтобы на базах отдыхать в будние дни, а выходные проводить в городе. Расчет был прост — не пересекаться с основными транспортными и людскими потоками. Субботнее утро последнего дня на Балхаше подтвердило правильность такого подхода. Единственная улица Шубар-Тюбека с утра была забита автомобилями и людьми. Пыль стояла столбом, толпа двигалась мелкими шажками. Мы кое-как купили воду и перекус в дорогу и вернулись на базу паковать вещи.
Бросаем монетки в Балхаш, чтобы еще раз сюда вернуться. Последние минуты пляжного отдыха.
Хоть я и уговаривал жену выехать пораньше, но пляж долго нас не отпускал, потом все вместе ждали обед. Выехали только ближе к двум часам дня. Недалеко от Гульшата встретили верблюдов, но останавливаться для фотосессии не стали, так как дети спали, а впереди нас ждал длинный путь. Первые триста километров трассы шли вдоль озера, огибая его с северо-запада. Пейзаж однообразный — степь с небольшими холмами и соляные отложения на месте высохших озер. Дорога нормального качества, на твердую четверку.
Едем вдоль Балхаша. Как я предполагаю, белые поля по сторонам дороги — это соль на месте высохших озер.
Забавный дорожный эпизод: долго шел на подъеме за киргизской фурой; на вершине холма, как только появился обзор, пошел на обгон. Скорость 110, X-Trail набирает обороты, двигатель рычит, в машине все спят. Обошел фуру, чувствую, что-то не то. Обороты высокие, а автомобиль не идет за педалью, наоборот, начинает терять скорость. В голове сразу неприятные картинки всплывать начали, думаю, все — приехали, двигатель перешел в аварийный режим. Оказалось, что жена, во сне устраиваясь поудобнее, попой двинула рычаг АКПП на нейтралку. Так подробно пишу, потому что других впечатлений на данном отрезке пути не было.
Типичный пейзаж. Что о нем можно написать?
Хорошая дорога кончилась у н.п. Бурубайтал, сразу за развилкой на Чу. Дальше пошли волны, ямы и гребенка. Плюс знаки ограничения 50 км/ч без указания зоны действия. В какой-то момент вдруг заметил, что поползла температура движка. За 6 лет эксплуатации хитрилы такое случилось первый раз. Посмотрел температуру за бортом: +46. Поиграл оборотами и определил, что до 3 тысяч стрелка стоит, выше — начинает потихоньку двигаться вверх. Тормознули у каких-то бахчей. Пока жена ходила покупать арбузы, я маленько почистил радиатор от насекомых и пуха. То ли это помогло, то ли вконец испортившаяся дорога, заставившая сбросить скорость до диапазона 40-80, но больше стрелка нас не пугала.
У Куртинского водохранилища дорожное полотно резко исправилась, мы почувствовали приближения цивилизации. В Алма-Ату въезжали уже в темноте. Первые впечатления — очень плохо освещенный город и много лихачей-таксистов, нагло лезущих в чужой ряд и на встречку, несмотря на огромное количество камер. С хозяйкой квартиры, где мы собирались жить (на пересечении Манаса и проспекта Абая), мы созвонились заранее. Долго искали въезд во двор. В Алма-Ате это не тривиальная задача, так как вдоль дорог идут арыки, которые пешком перепрыгнуть легко, а на машине приходится искать объезд. В конечном итоге все устроилось как нельзя лучше. Мы успешно заселились, машину пристроили в 20 метрах от подъезда под охраной местного сторожа подземной парковки. Первую ночь машина провела на улице, практически упершись бампером в сторожку у КПП (по какому-то странному правилу после 00:00 под землю на парковку никого не пускали).
Быстро перекусив в местном круглосуточном ресторанчике быстрого питания, мы наконец-то добрались до кроватей, отложив подробное знакомство с городом на следующий день.
День восьмой. 13.07.2014 (Алма-Ата)
Утро встретило нас солнышком, влажной прохладой после ночного дождя и неожиданной тишиной. Окна нашей квартиры выходили прямо на проспект Абая, и отсутствие автомобильного движения на главной улице города выглядело очень странным. Наличка была на исходе, и я пошел прогуляться до ближайшего банкомата, заодно решив прояснить обстановку.
Молодой полицейский из оцепления объяснил, что проспект перекрыт для велопробега в честь Всемирного дня народонаселения, добавив, что дорогу откроют через час-полтора. После чего он стрельнул у меня сигарету. Это уже был второй случай за поездку, когда представитель власти угощался никотином от моей широкой души. Честно говоря, в России мне трудно представить ситуацию, чтобы, скажем, сотрудник ДПС говорил бы водителю нечто из разряда: «Страховка в наличии? Аптечка есть? А сигареткой не угостишь?» А тут — запросто. С другой стороны, на родине я к полицейским сам не подхожу и вопросами не донимаю, а тут что-то вроде услуги за услугу. Ну, да ладно. Главное, чтобы на посту не курил и окурки под ноги не бросал.
Еще из впечатлений первой прогулки: удивили киоски. Все киоски, встреченные по пути, были повернуты «лицом» к тротуару и «задом» к проезжей части. После Новосибирска непривычно. Объясняется это, скорее всего, придорожным арыком, стоя на шпагате над которым, не очень удобно покупать прохладительные напитки. В Новосибирске, правда, их тоже неудобно покупать, балансируя на поребрике, когда тебя окатывают грязью из луж проезжающие мимо автомобили. И в Алма-Ате, и в Новосибирске, к слову, остановка и стоянка на главном проспекте почти повсеместно запрещена, поэтому киоски, по логике, должны быть рассчитаны исключительно на пешеходов.
Около 10 утра оцепление с проспекта сняли, и мы тут же выскочили из дому, захватив с собой рюкзачок с теплой одеждой, термос и бутерброды. План-минимум был такой: Медео, обзорная площадка, канатная дорога. На месте были уже через полчаса — с парковкой проблем никаких, оставили машину прямо у входа на стадион. Сам знаменитый каток мы обошли по кругу минут за двадцать, а потом двинулись пешочком в сторону обзорной площадки. Известная лестница далась нам с трудом, но мы не сдались и стойко преодолели все ее 842 ступени до самой плотины. Дальше стандартный фоторяд: фото катка с высоты, фото лестницы с высоты, фото «селевого бассейна», а также многочисленные семейные фото в различных ракурсах и сочетаниях.
На фоне катка Медео. 1691 метр над уровнем моря. Казахи, кстати, с некоторых пор называют его «Медеу», меня местные жители пытались поправлять.
Малая Алматинка, река с ледниковой водой. Вид от катка. На заднем плане видно лестницу, идущую до верхней кромки селезащитной плотины. Туда нам еще предстоит подняться. Местные таксисты возят на обзорную площадку (и выше до Чембулака) желающих насладиться видами, но не желающих при этом прикладывать мускульные усилия. Мы гордо отказались.
А это уже вид на стадион с обзорной площадки на плотине. «Перемычка», на которой мы стоим, искусственная. Ее создали для защиты города. По верху дамбы проходит дорога, по другую сторону — естественный отстойник-резервуар для задержки и накопления селевых потоков. Пока отстойник пустует. На дне трава и гигантские надписи, выложенные камнями, классического содержания. Что-то из разряда «Алтынгуль, я тебя люблю» и «Здесь были Жолдыбай и Тимоха».
Перед тем как подниматься дальше в горы было решено подкрепиться. Рядом со стадионом расположена неплохая кафешка с очень вкусным и недорогим шашлыком из баранины, там мы перекусили и пошли к автомобилю. Первая станция канатной дороги находится метров на пятьсот ниже Медео, рядом есть платная парковка. А может и не платная, по-моему, после предъявлении билета на канатку, денег за стоянку с нас так и не взяли. Всю нашу прогулку вокруг Медео над нашей головой пролетали застекленные кабинки, подогревая наш интерес к предстоящему приключению, поэтому к моменту погрузки дети аж подпрыгивали от нетерпения. Первый отрезок канатки ведет на Чембулак — известную и популярную горнолыжную базу. Задерживаться там мы не стали, сразу двинули дальше до самой конечной остановки на высоте более 3 км над уровнем моря.
Кабинки канатной дороги имеют шесть посадочных мест и остекление по кругу. С боковых сторон есть маленькие форточки, через которые очень удобно фотографировать окружающие пейзажи.
Добрались до последней станции и решили прогуляться до снега. Туристов не особо много, по дороге встретили несколько групп с фотоаппаратами и пару палаточников (на удивление культурных — с пластиковыми мешками для мусора и газовыми горелками для готовки).
До снега добрались только со старшим сыном. Последний отрезок пути пришлось карабкаться по «сыпухе».
А здесь люди катаются: зимой на лыжах, летом на велосипедах. Перед спуском мы устроили небольшой пикник с видом на лыжный склон. Горный воздух моментально нагуливает аппетит, так что чай и бутерброды очень пригодились. Интересный температурный эффект высоты: на солнце тебе комфортно и тепло в футболке, чуть солнце спряталось за облако — сразу колотун и пар изо рта.
До дома мы добрались в седьмом часу вечера. В этот день я еще повез ребятишек поглазеть на «самый большой фонтан в Казахстане», который находится в парке Первого президента Казахстана (это название такое). Планировалось посетить сие чудо на закате, чтобы в полной мере оценить красоту подсвеченных разноцветными фонарями водных струй. К сожалению, фонтан находился на реконструкции. Пришлось довольствоваться фотографиями на фоне памятника Назарбаеву.
Фонтан не работает, но впечатление производит.
День девятый. 14.07.2014 (Алма-Ата)
Девятый день был полон впечатлений под завязку, даже несмотря на то, что первые два объекта посещения вызвали легкое недоумение. Начнем с метрополитена (недоумение вызванное которым, имело, впрочем, положительный оттенок). Метро в Алма-Ате — как Мона Лиза да Винчи в раздевалке общественной бани. Картина, конечно, глаз не отвести, только на фига она там? Я не берусь утверждать наверняка, но, думаю, что метрополитен в Алма-Ате строили частично открытым способом. Иначе никак нельзя объяснить километровые подземные переходы от эскалаторов до платформ. Т.е. ты спускаешься под землю на центральном проспекте, долго идешь по извилистой галерее в сторону окраин, едешь пару станций под периферийными районами, потом шагаешь по аналогичной галерее обратно в центр города. При этом тебя окружает натертый до блеска мрамор, всякие технические чудеса навроде лифтов и эскалаторов для инвалидов-колясочников, мозаичные панно и гигантские барельефы. Для туриста — оглушающе великолепно, для местного жителя — максимально неудобно.
Жетончики в метрополитен Алма-Аты бывают двух типов: желтые для взрослых, красные для детей (цена отличается в 2 раза). Желтые можно покупать про запас (их много), красные нам продали только на одну поездку, причем, насколько я помню, даже не разрешили бросить в автомат. Контролер объяснил, что количество детских жетонов ограничено, и они не могут позволить увезти их на другую станцию. В итоге пацаны шли через боковой проход, отдав свои жетончики «тёте в форме».
«Час пик» в алматинском метро (понедельник, утро). Поезд мы ждали в полном одиночестве, в вагоне кроме нас, правда, ехали еще два-три человека (по виду такие же туристы, как мы).
Второе за день недоумение вызвал Центральный государственный музей Казахстана. Углубляться не буду, скажу кратко — не понравилось. Да простят меня алматинцы, но уровень музея определяют экспозиции и выставки, а не стеклянные купола и мраморные лестницы. Я сейчас говорю даже не про количество и качество экспонатов. Все-таки, я считаю, «национальное самосознание» должно базироваться на истории, а не история подстраиваться под «национальное самосознание».
«Золотой человек» — единственный экспонат музея, который было разрешено сфотографировать (за отдельные деньги).
Теперь немного расскажу о местах, которые нам понравились и запомнились. В Центральном парке отдыха мы с удовольствием покатались на лодочке по пруду с фонтанами. Отдельно хочется упомянуть и зоопарк, который, по моему скромному мнению, нисколько не уступает Новосибирскому. И, конечно, неизгладимое впечатление произвел на нас парк на вершине Зеленой горы (Кок-тобе). Мы специально подобрали время так, чтобы погулять там на стыке дня и ночи, чтобы полюбоваться городской панорамой на закате. Пацанам больше всего понравился мини-зоопарк. Они полчаса воодушевленно кормили кроликов и козочек капустными листьями и морковкой, пока у папы не закончились деньги на пополнение запаса витаминов (в мини-зоопарке Кок-тобе кормить животных официально разрешено, девушки в униформе торгуют стаканчиками с овощами прямо у клеток).
Центральный парк изобилует аттракционами, но мы решили остановиться на спокойной лодочной прогулке.
В новосибирском зоопарке слонов нет, а в алматинском — пожалуйста. Есть также жирафы, крокодилы и черепахи (в открытой воде).
Носорога вживую я видел впервые в жизни, дети — тем более. Кстати, если от слонов в зоопарке вас отделяет заградительная полоса с шипами и колючей проволокой, то носорог пасется просто за заборчиком высотой около метра. Может, там минное поле предусмотрено для безопасности посетителей?
День закончился пешей прогулкой по ночной Алма-Ате. Замечательный у вас город, дорогие алматинцы! Красиво, современно и, в то же время, уютно; тепло, но не душно, и очень и очень зелено.
В парке Кок-тобе есть маленькая «полянка» The Beatles. Здесь можно сфотографироваться с ливерпульской четверкой или же просто постоять и послушать их лучшие песни. Это фото сделано под композицию «And I Love Her», одну из моих самых любимых.
Панорама вечернего города. Смог делает закат несколько зловещим.
«Вокзал» канатного трамвайчика. Поедете на Кок-тобе, обязательно воспользуйтесь именно этим видом транспорта. На автомобиле/маршрутке на гору забраться тоже можно, но не так интересно.
День десятый. 15.07.2014 (Алма-Ата)
Последний день в Алма-Ате мы посвятили аквапарку Hawaii, что на Ташкентском тракте. Дети были счастливы, а мы с женой слегка напряжены. Народу — дикие толпы, по-русски почти никто не говорит. Вообще, европеоиды на территории аквапарка были музейной редкостью. Цены дикие. Алкоголь, вроде бы, запрещен, но половина взрослых явно «датые». Фото/видео-съемка тоже запрещена, но у всех на пузе по фотоаппарату. Плюс у нас нагло сперли свежекупленные детские сланцы (покупали на Зеленом рынке специально для посещения аквапарка).
Я брюзжу, конечно. Сам по себе аквапарк хорош. Просто это не мой формат отдыха. Детям там хорошо и весело, извлечь их из бассейнов и снять с горок было очень трудно даже спустя 5 часов.
Единственное фото из аквапарка. Изучаем обстановку.
Краткое резюме по Алма-Ате
Алма-Ата в сравнении с Астаной кажется более домашней и уютной. Много зелени, фонтаны, широкие тенистые тротуары, встречаются даже велосипедные дорожки.
Отдельно хочется сказать про организацию движения. Практически весь город разбит на квадраты, окруженные широкими проспектами и городскими магистралями (внутри магистральных квадратов дороги обычные, значительной частью односторонние). Мне первые дни даже казалось, что двухуровневые развязки там чуть ли не на каждом перекрестке. Конечно, это меня навигатор так водил, показывая «автомобильную» Алма-Ату с лучшей стороны. В пробку за все время мы попали только один раз, когда возвращались из аквапарка. Там, на въезде в город, ремонтировалась дорога и пришлось постоять. Остальное время катались, как и где хотели.
Для тех, кто в теме — Алма-Ата присутствует в ДубльГИС (2GIS). Мы, новосибирцы, на него подсажены уже давно — с начала нулевых, и от добра добра не ищем. Оффлайн карта, справочник организаций и общественного транспорта — все в одном флаконе и всегда под рукой.
Кстати, про общественный транспорт. За окраины не скажу, а центр им насыщен. Много троллейбусов. Мы на троллейбусе проехались два раза, и оба раза водитель сам определял маршрут. Может, нам просто так повезло? Короче, троллейбусные линии в Алма-Ате расположены сеткой и многократно пересекаются друг с другом, что позволяет, например, объехать какое-нибудь загруженное место. В общественном транспорте стоят автоматы самообслуживания: бросаешь мелочь — получаешь билет. 80 тенге — взрослый, 40 тенге — детский. Тормозить в процессе не надо, 3 секунды автомат тебя ждет, а потом либо фиксирует покупку, либо выплевывает с другой стороны всю твою мелочь. Первый раз мы ехали с 5-ю детскими билетами, вместо 2-х взрослых и 1-го детского.
Про общепит города ничего сказать не могу. Мы к моменту приезда в Алма-Ату так устали от ресторанной еды, что в первый же вечер наготовили себе на все три дня. Покупали только фрукты, соки да мороженное. Соки, кстати, местные мне очень понравились. К нам в Россию такие почему-то не возят (не встречал).
Что удивило неприятно — линейный персонал очень плохо говорит по-русски или совсем не говорит. Во времена моего детства Алма-Ата считалась русским городом, а сейчас бесполезно на улице обращаться к местным жителям младше 25 лет. Не поймут. Конечно, русские из города никуда не делись, и образованных казахов полно. Просто с туристом им нелегко пересечься — они сидят в своих офисах на последних этажах бизнес-центров. А турист в основном сталкивается с охранниками да продавцами, которые «понаехали». Это, кстати, не мое выражение, так говорят сами горожане, те кто постарше и посолиднее. И ладно бы продавцы, с ними можно и на пальцах объясниться. Но когда тебя не понимает спасатель в аквапарке, или кассир канатной дороги Медео, это, по меньшей мере, странно. Туристические все же места, надо соответствовать. Может, они по-английски шпарят?
И все таки, несмотря на некоторые недочеты, Алма-Ата очень хороший город. Есть в нем душа, и после него на сердце остается легкое послевкусие чего-то неуловимого. Какую-то ностальгию он будит. То ли по безмятежному детству, то ли по Советскому Союзу, о котором у меня тоже детские, а значит, исключительно положительные воспоминания. В общем, в этот город мне хотелось бы вернуться.
По такой улочке очень приятно пройтись после заката. Фонари с проезжей части почти не пробиваются своими лучами через плотную листву, автомобили тоже не отвлекают от прогулки. А на тротуаре царит южная ночь...
День одиннадцатый. 16.07.2014 (Алма-Ата — Капчагай)
Путь к последней точке нашего путешествия, базе отдыха Sun Story, занял около 4 часов времени. Вы не думайте, там всего километров 120 будет и дорога вполне себе на уровне, просто так получилось. Сначала полиция порядок строго блюла, потом в город Капчагай мы заезжали (аптеку искали), потом ремонты трассы начались, вот суммарно и натикало.
Стоим на заправке на выезде из Алма-Аты. Пост напротив работает без продыху — прям пит-стоп на Гран-при. Тормозят, меряют выхлоп — секунд по 30 на брата уходит. При норме отпускают, остальных отгоняют чуть вперед. Дальнейшая судьба «неэкологичных» туманна: полиции с протоколами (или даже отвертками) рядом я не увидел, но и дальше никто из них не уехал.
Район Капчагайского (Капшагайского) водохранилища является официальной игровой зоной Казахстана, местный Лас-Вегас, проще говоря. Вся трасса увешана рекламой казино. Сами казино начинаются чуть позже, но впечатления не производят из-за окружающего пейзажа. Пустыня вокруг почище Мохаве будет, трупы, как в гангстерских боевиках, закапывать удобно, а жить там я бы не хотел. А вот сам городок Капчагай нам понравился — чистенький, зеленый, качественно заасфальтированный и с современной инфраструктурой.
Кроме этих щитов на трассе ничего интересного не было.
Едешь, а в голове Добрынин крутится: «Казино, казино, казино-о-о-о».
Проехали пост —ПС и выехали на плотину водохранилища. Это левая сторона - сток, само водохранилище справа.
Приятно, когда тебя приветствуют..
После города нормальная дорога закончилась, начался бесконечный ремонт. Забавно, что налоговая служба нас поприветствовала как раз на последних метрах нормального асфальта. Хорошо, что данный отрезок для нас был фактически финишной прямой - терпеть оставалось всего километров двадцать.
Навигатор до самой базы маршрут прокладывать отказался, поэтому последние километры мы шли «по направлению», выбирая тот проселок, который приближал бы нас к финальной точке. База наша находилась в районе «Алматинских зон отдыха» (местные называют сей поселок именно так), и дорога от трассы там была, но мы до нее не доехали, свернули раньше. По поселку нас сопровождал полицейский автомобиль. Как потом оказалось, мы их не интересовали — они просто тоже спешили в Sun Story (на обед). Последующие дни выявили, что полицейские в Sun Story обедают регулярно. Ну, а мы были уже у цели: паркуем авто, тащим чемоданы в номер и бежим купаться.
День двенадцатый и тринадцатый. 17-18.07.2014 (Капчагай)
Как и на Балхаше, основное время на Капчагае мы провели на базе. Один раз я прокатился до супермаркета за фруктами/алкоголем и один раз мы прогулялись до водохранилища. Все остальное время отдыхали и отмокали на территории. Причина та же — в радиусе пешего марш-броска ничего интересного нет. Пыльные переулки поселка, за низкими оградками наполовину разрушенные, наполовину заколоченные домики старых баз и пионерлагерей. Все новое и современное имеет глухие заборы не ниже двух метров в высоту, над срезами которых видны только крыши да антенны. Ближний пляж грязен и каменист, дальний огорожен и, вероятно, не бесплатен.
Ну, а с базой нам безусловно повезло (во второй раз за поездку). Мы очень удачно попали в нужный нам формат, что с Голубой Лагуной на Балхаше, что с Sun Story на Капчагае. Да, это опять была семейная тихая база, предлагающая своим клиентам спокойный отдых с водно-солнечными ваннами. Только на Балхаше был песок и озеро, а здесь шезлонги и бассейн.
Нам достался шестиместный просторный номер с холодильником, кондиционером, душем и туалетом (надо сказать, что обошелся он нам в полтора раза дешевле трехместного номера в Лагуне). Номер находился на втором этаже прямо над кафе, благодаря чему имел огромную террасу со столом и навесом. С одной стороны террасы открывался вид на детскую площадку с бассейном, а также на беседку с круговым мангалом для любителей самостоятельного приготовления пищи и большими столами для приема внутрь этой самой пищи. С другой стороны терраса была обращена ко второму корпусу базы. Ну, и вдали за кустами/деревьями располагался основной объект притяжения отдыхающих — плавательный бассейн и комплекс аквагорок. Кстати, по этому комплексу мы и нашли нашу базу в день заселения — горки отлично видно на Google Maps.
Температура воды в детском бассейне градусов 28-30. Детвора сюда прибегает греться.
Вечерняя зарисовка. Дети из последних сил бегают, родители из последних сил наблюдают.
Главный бассейн, играем в акулу. Отличить от фотографии, сделанной в Турции, можно только по отсутствию браслетов на руках.
Первый спуск с горки, пока вместе с папой. Начиная со второго дня, папу уже не ждали.
Горки работали не постоянно, их включали два-три раза в день на полтора-два часа.
Вечерняя прогулка на водохранилище. Мы даже искупались для галочки, но без особого удовольствия.
Много камней, да и вода после бассейна прохладная.
А вот фото в обратную сторону с той же точки. Домики по центру — наша база. А в целом пейзаж не завораживает, правда?
День четырнадцатый и пятнадцатый. 19-20.07.2014 (Дорога домой)
Все хорошее когда-нибудь кончается, и вот наступил день отъезда. До последнего момента я не мог определиться с маршрутом. Как ехать? Про проторенной дорожке через Алма-Ату и Караганду, огибая Балхаш с запада, или же через Талдыкорган напрямик? Остановились в итоге на втором варианте, так как он был короче на 380 километров, да и «вперед» всегда лучше ехать, чем «назад».
Прощальное фото на память о Капчагае и замечательном отпуске.
Сумки и дети зафиксированы в машине, на часах семь утра — пора выдвигаться. Первый отрезок пути в 160 километров до Талдыкоргана был отвратителен. Ремонт, ремонт, ремонт, ограничение 50 км/ч и белая пыль, закрывающая обзор. Качество покрытия на 3+, объезды по гравийке. На холмах убитые серпантины, где через асфальт пробивается скальная порода. Попутчики на местных номерах немногочисленны и неторопливы. Нормальный асфальт появляется где-то километров за 30 до города, но нормальный асфальт не означает нормальных знаков, поэтому ехали мы медленно и печально.
После Талдыкоргана скорость выросла, со скоростью стало расти и настроение. До Кольбая все было очень неплохо. Дорога не дает скучать, через каждые 30-50 км населенные пункты, качество покрытия на твердую четверку. Где-то на этом отрезке мы сделали первую остановку — купили ведерко местных яблок. Каждый поселок (или правильней сказать аул??) в независимости от размеров встречает и провожает путешественников огромными «воротами» с названием.
Участок от Кольбая до Аягоза мне очень не понравился. Все отремонтировано, вроде, но отремонтировано некачественно: то трещины какие-то, то гребенка и волны. Нужно быть очень аккуратным, чтобы не влететь. К категории «стабильно плохо» я отношусь лучше, чем к категории «неожиданно плохо», поэтому оценка участку — тройка (за испуг и чувствительные удары в подвеску).
Дальше я как-то приноровился, поэтому путь до Георгиевки дался нам чуточку полегче. Дорога, конечно, расслабиться не дает, но дает время среагировать на очередную бяку. Убитых участков много, но они прогнозируемы. Едешь не так быстро, зато и дорожные службы поминаешь реже.
В Георгиевке мы остановились. За спиной уже было 850 километров пути, ноги требовали променада, а желудки — горячей пищи. Кроме того, необходимо было решить вопрос с дальнейшим маршрутом — налево ли на Семипалатинск уходить, или направо на Усть-Каменогорск? Вопрос помогла решить реклама — уж очень на Дроме хвалили дорогу до Семея. В результате мы ушли налево и не прогадали: после десяти километров грунтовки начался великолепный автобан. Это был единственный участок во всем Казахстане, где мы точно угадали со временем его преодоления: предполагали проехать 110 километров за час, и проехали все 110 километров за час. В наше нестабильное время реальность, которая оправдала прогнозы, смягчает бальзамом уставшую душу, не правда ли?
К сожалению, автобан Семей—Георгиевка оказался не «лучом» света в темном царстве, а всего лишь «отрезком». Закончился он за 20 километров до города, после чего знаки пригласили нас в поля. По этим полям, в пыли и в плотной колонне местных дачников мы и прибыли в славный город Семипалатинск.
По первоначальным планам в Семипалатинске мы собирались остановиться на ночевку. Но граница была так близка, Россия так тянула нас к себе, что было решено напрячься и доехать до Рубцовска. Семипалатинск мы проходили в ранних сумерках, почти не запомнили, успели восхититься только мостом через Иртыш. К слову сказать, в тот год планировалось открытие Бугринского моста в Новосибирске, и весь интернет пестрел баннерами «самый длинный», «самый подвесной» и т.п. Так вот, мне показалось, что у подвесного моста через Иртыш в Семипалатинске главный пролет между двумя опорами подлиннее нашего будет.
Семипалатинский подвесной мост. Кадр с регистратора.
За полчаса до границы стемнело окончательно, и мы внезапно были атакованы огромным количеством ночных насекомых. Складывалось впечатление, что мы едем через снежный буран: впереди белая метель, лобовик залепляется моментально, дворники не справляются. В очереди на въезд на пограничный пост мы планировали перекусить, однако ужин пришлось отложить, так как мотыли рвались в салон через малейшую щелку.
Атака закончилась так же внезапно, как и началась. На нейтральной полосе насекомые куда-то рассосались, и мы позволили себе немного размять ноги. В общей сложности переход границы занял у нас около двух с половиной часов, из них полтора мы провели на нейтралке — Казахстан расстался с нами легко и быстро, а вот Россия пускать почему-то долго не хотела. Я попытался чуток вздремнуть, но попытки были тщетными, так как дети вышли из анабиоза и принялись драться и скакать по салону. Между прочим, эту особенность мы с женой уже неоднократно отмечали ранее: пока автомобиль двигается (неважно, 10 минут поездка, час или полсуток) — пацаны шелковые, стоит остановиться — все, их не успокоишь, начинается мотание родительских нервов.
До этой поездки я старался не выезжать на межгород в темное время суток, считал, что днем безопаснее. Однако, ночь с 19 на 20 июля переменила мое мнение — по хорошим дорогам с яркой разметкой ночью ездить вполне комфортно. Как вы уже догадались, в Рубцовске мы не остались. Мои все спали, дорога была пустынна, встречный и попутный транспорт практически полностью отсутствовал. Кроме того, была уже глубокая ночь (слишком много времени мы потеряли на таможне), и искать ночлег не имело никакого смысла. Я решил ехать до рассвета, а потом передать руль жене и немного отдохнуть. У ночных поездок ведь только один минус — не знаешь, что впереди: пустая трасса или взгорок, скрывающий фары встречных автомобилей. Летние ночи коротки, уже у Алейска стало достаточно светло, дорога просматривалась на безопасное расстояние, поэтому с чувством выполненного долга и глубокой усталости я пересел на пассажирское сидение и сразу уснул.
Договорились, что подремлю я до Барнаула, но коварство женщин не имеет границ. Жена моя давно мечтала самостоятельно проехать по трассе на большое расстояние. И если бы не родной российский гибддшник, тормознувший нас где-то в районе свертка на Р384, я, вероятно, так бы и спал до самого Новосибирска.
Долго ли, коротко ли, но все в этом мире имеет свой конец. В 7:30 утра 20 июля 2015 года, наш пыльный автомобиль въехал в родной двор. Отпуск завершился, впереди нас ждали трудовые будни.
Итоги поездки
За 14 дней мы преодолели расстояние в 4400 километров. Если считать время в пути со всеми остановками и переходами границ, то распределилось оно так:
Расходы получились следующие:
Общий итог — около 95 тысяч рублей.
Автомобиль поездку выдержал достойно, несмотря на свой почтенный возраст. Глобальных поломок не было. Из мелких неприятностей:
Всем удачных поездок и интересных путешествий!