Кольский полуостров летом 2014 года на УАЗ-Хантере и ШевиНиве. В поисках Края Земли

20.04.2015 | 52940 просмотров

Нитка маршрута: Подмосковье—Мурманск—полуостров Средний—полуостров Рыбачий—Мурманск—Териберка—Мурманск—Белое море—Подмосковье.

Я нашла Край Земли. Где он? Каков он? Существует ли он в действительности? Край Земли у каждого свой. Его можно найти в Арктике или на вершине Эвереста. Можно найти на вершине иной горы. На материке или острове. На севере или юге. А можно в паре километров от собственного дома. Мой Край Земли оказался не на мысе Немецком, а на скалах за Териберкой, где в Баренцево море срывается 10-метровый водопад.

Мы отправились на Кольский полуостров и мы вернулись.

Машины и люди преодолели пять с лишним тысяч километров. Позади остались пронизывающий ветер мыса Немецкого, дрифт по морскому дну, купания в Северном Ледовитом океане и Белом море... Край Земли существует. Он там. На берегу Баренцева моря, на высоте скал, с которых падает водопад за Териберкой... Там красный грейдер, пустыня посреди тундры, скалы, камни и горы. Там хребет Муста-Тунтури и маяк на мысу. Километры камней, пытающихся порезать колеса, броды с каменным дном, спуски и подъемы. И особенная красота севера, власть тундры и холодный морской воздух...

Север...

Еще один закоулок в сердце. Еще одно место, куда хочется вернуться. Еще один познанный мир красоты, гармонии и спокойствия.

Если хочется бесконечной красоты, настоящей, реальной, не обремененной прикрасами «фотошопа» или телевизионных спецэффектов, за которыми сейчас не разглядишь реальности, искренней и прекрасной, то надо ехать сюда. Красота здесь реальная. Честная. И бесконечная. Путешествие на Север — это путешествие за красотой. Это один бесконечный полярный день, в котором всегда есть она...

День 0. 27.06.14. Москва и Московская область

День накануне отъезда всегда наполнен событиями и переживаниями. Никто ничего не успевает, все всё забыли, ах-ах-ах-я-не-собрана. Только к 9 вечера я закончила возню с извлечением из гаража пятой покрышки 32го размера, напялила ее на диск и выехала в сторону города Клина и села Завидово в место общего сбора участников поездки.

Нас шесть человек и две машины — мой УАЗ-Хантер и Лесина ШевиНива. Мы допоздна общались и поглощали шашлык, легли поздно. Так устали за день от своих дел и от пятницы в целом, что сбор автомобилей решили отодвинуть на утро, на светлое время.

День 1. 28.06.14. Подмосковье—Карелия

Вообще, мы в течение всего похода всегда просыпали. Мы мечтали встать в 7, а вставали в 8:30. Мы уверяли друг друга, что выедем в 10:00, а выезжали в 12:00. Мы ставили себе будильники и благополучно спросонок их отключали. И так повторялось каждый день.

В первый день нашего путешествия мы тоже проспали, но не особо критично. Загрузили машины вещами, торжественно затащили тяжелую запаску на крышу УАЗа (я же настоящий джипер, да-да, любой настоящий джипер должен возить запаску на крыше, это так брутально смотрится! На самом деле, в салоне она занимала слишком много места, а на пятую дверь вешать ее было чревато — тогда пятая дверь поездку не пережила бы) и столь же торжественно тронулись в путь под мое громогласное пение в рацию:

— Прощааааай, родимый краааай, трубаааааа зовет в похоооод! Смотрииии, не забывай — не забывай! — наш боевой маёвский взвод!
— Боже, Света! — сходу начал возмущения мой штурман. — У тебя великолепный слух и прекрасный голос, но он слишком высокий!
— Терпи, теперь мы вместе, — ответила я, продолжая запев. — Не плааааачь, не горюююююй, напраааааасно слез не лееееей!
— Лишь крепче-крепче-крепче обними да поцелуй, когда вернусь из лагерей! — подхватила Вера с заднего сиденья.

Так мы выехали на Ленинградское шоссе и полетели навстречу приключениям. Кстати, выезд с дачи Олега из Завидово представлял собой веселую грунтовку, так что мы даже подумали — а зачем, собственно, мы едем кататься по грунтовкам за 2 тысячи километров от дома, если такая замечательная грунтовка есть в нескольких десятках километров от Москвы? Можно по ней гонять туда-сюда и терять болты с автомобилей. Но потом мы подумали, что не надо быть тряпками и раз уж мы решили ехать в Мурманскую область, значит, отступать некуда.

Про Ленинградку рассказывать нечего — Ленинградка так и остается Ленинградкой, федеральной трассой между двумя столицами нашей страны. Все тот же убитый асфальт и ремонт в Торжке, все тот же Вышний Волочек...

Да, пробку в Волочке мы объехали. Экипаж Шнивы обнаружил некий маршрут через поля. Свернули с Ленинградки перед началом пробки, проехались по грунтовой дорожке мимо реки, выехали в какие-то выселки города, покрутились там и — вуаля! — оказались на Ленинградке за светофором.

По совету дальнобоев остановились пообедать в деревне Мясной Бор в кафе «Привал». Очень неплохо и недорого.

Чуть позже свернули на Кириши и Волхов, заблудились там на кругу. Совершенно случайно на 18м канале, где мы сидели, обнаружился добрый человек — он, видимо, послушал наше общение между собой, спросил, куда нам надо, и подсказал, где мы проскочили поворот. Поблагодарили его и поехали вдоль реки, оставляя ее по правую руку.

Вот такие забавные названия можно встретить по пути. Кстати, где-то в этой деревушке нас с криками «йо-хо-хо!» обогнал адский бензовоз, несущийся со скоростью борзой иномарки. Наверное, он сполна воплощал в жизнь название деревни.

Старая Ладога, Новая Ладога, Сясьстрой, Лодейное Поле... Все дальше на север! Где-то в тех местах мы начали потихонечку повизгивать от красивых видов за окном. К вечеру мы пересекли границу Карелии. Остановились возле стелы и сфотографировались.

Покатили дальше. Поскольку неумолимо вечерело (вернее, часы начинали показывать вечернее время, так-то на улице не сказать, чтоб сильно стемнело), свернули в лес на 304м километре трассы, проехались по лесу, нашли некую уютную полянку, окруженную симпатичным и столь мною любимым белым мхом (которым я так восторгалась в предыдущую свою поездку по Карелии), поставили лагерь, приготовили ужин.

Здесь нас встретили белые ночи и нереальное количество мошкары. Мошка оказалась везде, она пропитала собой весь лес, она лезла в нос, рот и уши, топилась в чае, совершала акт самоубийства в макаронах, роем сжигалась на газовой плитке и пыталась стать частью воздуха, чтобы окончательно заполнить все пространство вокруг. Она считала себя единственным обитателем вселенной и не допускала того, чтобы какие-то смертные вторгались в ее мир. Из-за мошки мы облачались в очень авангардные наряды, лишь бы только вдыхать воздух в чистом виде, без примесей парочки десяток мошек.

Обмахиваясь пенками, убивая струями репеллента сотни мошек (ударил по себе ладонью — минус двадцать мошек, но на их место сразу же прилетали другие), поужинали, собрали кухню, а затем с целью спасения от облаков мошкары легли спать и стали видеть сны под покровом своей первой белой ночи в этом году.

День 2. 29.06.14. Карелия—Кандалакша

Проспали будильники, свернули лагерь, позавтракали, выехали чуть позже запланированного. Все стандартно.

У нас не было цели гнать до Мурманска, поэтому ехали неспешно. Ну как неспешно. Периодически я даже разгонялась до 110 км/ч (невероятно, но факт, УАЗ умеет держать такую скорость! Потом, правда, становится громко и тапочка с газа убирается). По навигатору. Среднюю скорость назвать не могу — не мерили.

Про мурманскую трассу можно говорить только восторгами. Отличный асфальт, 90% — прерывистая линия, трафик небольшой, вокруг карельские пейзажи — леса, скалы и болота. Снова здравствуй, М-18 «Кола». Я вернулась. И теперь еду еще дальше, туда, за Полярный Круг, в страну полярного дня...

В целом, про трассу рассказывать особо нечего — пилишь себе и пилишь вперед, наматываешь сотню километров за сотней километров. Где-то там мы начали играть в города по рации. Игра, правда, сильно затянулась. Когда по пути попадался город на нужную букву, мы очень радовались. В какой-то момент игра закончилась, потом продолжилась ближе к Мурманску, потом мы на нее забили, потому что стало не до всякой ерунды, а продолжилась на обратном пути в Москву. Впрочем, я отвлеклась.

По пути остановились на одной из эстакад, кои часто попадаются на местах стоянок вдоль трассы. Как выяснилось, Леся не успела перед отъездом поменять в Шниве моторное масло, а оно там застоялось капитально (мне даже страшно такие цифры называть). Поменяли самостоятельно. Эстакады вдоль дороги — это вещь! И почему в Подмосковье их нет?

Иногда нам попадались ремонты дороги. Некоторые ремонты представляли собой снятый асфальт и, соответственно, пыльную грунтовку. Некоторые оставляли только одну полосу для попутки и встречки и, соответственно, регулировались светофором. Кое-где работала большая строительная техника, которая ворочала огромные камни с громкими звуками, так что нас поражал масштаб проводимых здесь мероприятий. А на одном из ремонтов стоял возмущенный мужик-ремонтник и столь же возмущенно махал руками на несущихся мимо автомобилистов — мол, а ну быстро все снизили скорость, мы асфальт кладем, а вы тут, гады такие, пылите. Кажется, я первый раз в своей жизни увидела, чтобы асфальт клали грамотно и с желанием сделать качественно, а не как обычно у нас делается — о, пошел снег или дождь, значит, надо пойти асфальт положить.

Пилить и пилить по трассе вперед — довольно увлекательное занятие, но иногда за рулем мне становилось скучно. Тогда приходилось теребить штурмана со словами «Мне скучно, поговори со мной» или же вызывать по рации второй экипаж с жалобой «Мои пассажиры меня игнорируют, я хочу поговорить об этом». В итоге, мы придумали играть по рации в морской бой. Александр-девять. Владимир-два. *опа-пять.

Естественно, остановились у стелы Полярный Круг, сфотографировались, покормили местных комаров. Добро пожаловать в Заполярье! Белые ночи закончились. Здравствуй, полярный день.

Полярный день — вещь хорошая. Можно о времени особо не думать.

— А когда мы приедем в Кандалакшу?
— Понятия не имею. Но засветло точно успеем.

С момента приезда в Заполярье день и ночь можно понимать только по наручным часам, которые неумолимо показывают 8 вечера, 10 вечера, 12 ночи, час ночи. По окружающему пейзажу определить вечер или поздний вечер довольно тяжело. Да и не нужно. Это — новая для нас страна полярного дня.

К вечеру мы доехали до Кандалакши. Свернули в лес на первую понравившуюся грунтовку и нашли очень симпатичное место для ночевки: полянка, лес и каменистая холодная речушка, в которую ребята с удовольствием занырнули и искупались. Помнится, я, одетая в термуху, флиску и куртку, вечно мерзнущая и не понимающая, как можно любить холод, посмотрела на них, как на отчаянных моржей, непостижимых для меня. Кто ж знал, что будет происходить дальше, на Баренцевом море...:) Но об этом потом, когда я в своем повествовании до этого моря дойду.

На этот раз из насекомых присутствовали только комары, да и те во вменяемых количествах. Такой оравы мошкары, какую мы встретили на первой стоянке, мы больше ни разу не наблюдали. Так что комары остались единственной неприятностью из насекомых, да и то на полуостровах Средний и Рыбачий их сдувало, а во все остальное время нас спасал репеллент.

Мы пообщались, сготовили ужин, выдали какие-то очередные шутки, посмеялись, вспомнили, что сейчас ночь на дворе, а ночью как бы надо спать, подивились тому, что вокруг светло. Легли спать.

Несколько фотографий чудесной реки и нашего лагеря.

День 3. 30.06.14. Кандалакша—Мурманск—полуостров Средний

Проспали. Проснулись. Позавтракали. Собрались. Двинули в сторону Мурманска. До свидания, Карелия, еще увидимся. Здравствуй, Кольский полуостров. Здравствуй, Север. Я так мечтала попасть сюда...

В Карелии мы открывали рты от окружающих пейзажей. Здесь, в Мурманской области, наши челюсти стали регулярно находиться где-то в районе пола. Поднимать оттуда их было бесполезно — не проходило и пары минут, как они снова там оказывались.

Дорога стала еще больше петлять, еще больше стало спусков и подъемов. Асфальт хуже не стал, продолжил радовать своей гладкостью и приятностью. А вокруг раскинулась удивительная природа севера. Первое, с чем мы познакомились и что нас привело в наибольший восторг, — это горы. Аккуратные, округлые горы, выступающие плавными линиями на фоне неба. Кое-где на них лежал снег.

Понимаете, как-то даже стыдно признаться, но я всегда считала Хибины холмиками. Мол, ну что они там, низенькие, маленькие, холмы и холмы. Ан-нет. Настоящие горы. К которым надо относиться с таким же уважением, с каким относишься к любым другим горам. И неважно, то ли они имеют высоту далеко за 5 тысяч метров, то ли не дотягивают и до двух километров. Это горы. Надеюсь, Хибины меня простят за изначальное отношение.

Мы сделали несколько остановок. Пейзажи из окна автомобиля — это красиво, но еще больше восторга они вызывают, когда ты не фильтруешь их стеклами четырехколесной коробочки.

Мы остановились в районе Мончегорска. Там своя особенная тундра, апокалиптическая. Ощущение, что природа выжжена выбросами мончегорских заводов, здесь даже воздух совершенно другой, он тяжелый и невкусный. Не представляю, как там можно жить. Такой воздух быстро убьет организм. Ведь даже природа в Мончегорске не выдерживает всех этих заводов. Там стояла дымка; когда мы неделю спустя ехали обратно домой и пролетали мимо этого города, дымка стояла завесой. Мне показалось, что это постоянная завеса от бесчисленного множества заводов и вряд ли она когда-либо куда-нибудь денется. Отравленное место с отравленной природой и ужасным воздухом, запахи которого чувствуются с первого вдоха.

Но стоит признать, что и в мончегорской тундре есть своя мрачная красота. Мы остановились там именно потому, что были поражены этими видами. Апокалиптическая тундра. Но ведь цепляет!

Насмотревшись на апокалиптику, взяли старт дальше, на север.

Природа севера совершенно разная. Несколько десятков километров назад была мончегорская тундра, давящая и жутковатая. А потом нас снова окружали северные воды и спокойные горы вдали.

Периодически на дороге попадались вот такие предупреждения. Кстати, ближе к Мурманску трасса стала трехполосной, что еще больше упростило обгоны.

Кто сказал, что УАЗ не валит? =) Взлетаем! :)

Мурманская область — спортивная. Вот таких ребят мы встречали не раз! А вам слабо пробежаться ногами от Оленегорска до Мончегорска? :) Да еще и по регулярным подъемам...

А еще на Кольском есть АЭС.

Мы ехали все дальше и дальше на север, вот пролетели Оленегорск, вот и городок Кола, вот строящаяся развязка, поражающая своими масштабами, а вот и Мурманск.

Въезд в Мурманск не ознаменовался фанфарами и фейерверками. Я даже табличку «Мурманск» как-то проглядела и сразу не сообразила, что мы въехали в город.

Нашли в городе кафешку, некую «Котлету Петровну», пообедали. Нормально, никто не отравился, все остались живы, поставлю кафешке «зачет». Заехали в «Окей» и закупились продуктами. Обнаружили там белорусскую тушенку в стеклянных банках. В обычных жестяных не нашли, пришлось брать такую. Опасались, что на грейдерах и камнях Среднего и Рыбачьего стекло долго не проживет, но мы его аккуратно завернули в мягкие вещи, поэтому ничего не разбилось, несмотря на все поскакушки по камням.

Со стоянки «Окея» нам открылся прелестный вид на один из мурманских уголков. Мурманск — город спусков, подъемов и холмов, поэтому там часто можно было увидеть симпатичные панорамные пейзажи города.

После «Окея» заехали на заправку (в Мурманске есть «Лукойл», есть «СтатОйл»), залили баки и канистры. Я взяла с собой в запас 40 литров дизеля, а Шнива — 60 литров бензина.

Кстати, что меня не особо радовало на всех заправках севера — это какое-то странное отношение к дизелистам. На всех заправках, даже крупных, дизельных колонок было дай бог две! То есть стоит пяток колонок с бензином... и одна-две с дизелем. Все. И к этой единственной (ну, если повезло — к этим двум) колонке общая очередь из легковушек, газелей и дальнобоев.

Из Мурманска мы выехали по длинному и красивому мосту через Кольский залив. Попали на трассу, идущую в сторону Печенги, и продолжили свой путь по асфальту.

Трасса стала петлять еще больше, подъемы стали еще более крутыми — ей-богу, дизельный движок, тянущий груженую машину (традиционно загрузка УАЗика была посолиднее, чем загрузка Нивы), сдувался на них и переставал тянуть, приходилось переключаться на 4ю передачу. Шнива карабкалась на третьей. В итоге, на спусках приходилось раскочегаривать машины, чтобы на последующие подъемы залетать быстрее, веселее и с криками «йо-хо-хо». Запаса инерции со спусков как раз хватало на то, чтобы залететь на последующий подъем без переключения на пониженную передачу. А чуть не угадал с передачей/скоростью — и все, сам себе начинал напоминать коптящий груженый КАМАЗ, который не едет в горку.

Остановились у небольшого мемориала.

В дальнейшем мы видели довольно много различных мемориалов и памятников ВОВ. Эти места пропитаны памятью о войне.

Затем приехали в Долину Славы — знаменитый мемориал ВОВ на этой дороге. Оставили машины и довольно долго гуляли по нему.

Мемориал огромный. По трассе мимо него проносились автомобили и протяжно гудели.

Я никогда не думала, что война и Кольский полуостров так сильно связаны и теперь уже не отделимы друг от друга. А Долина Славы — это комплекс, поражающий до глубины души. В таких местах всегда присутствует своя особенная энергетика. Какая-то, с одной стороны, противоречивая, с другой, гармонично сочетающаяся атмосфера печали, горести, слез, надежды, умиротворения и покоя. Долина Славы стала своеобразной подготовкой к тому, что мы в дальнейшем увидели на полуостровах Средний и Рыбачий, а особенно — в музее на Муста-Тунтури. Но об этом позже.

Отправились в путь дальше.

Доехали до Титовки. КПП оказался закрыт, шлагбаум отсутствовал, людей не было, никто никаких пропусков или паспортов с нас не спросил. Повернули направо. Прочитали предупреждающую табличку, что на полуостровах происходит выпас оленей, поэтому не надо их обижать и приставать к ним с глупыми расспросами навроде «как проехать на Немецкий?». Приняли к сведению и наконец-то съехали с асфальта на грунтовые дорожки далеких северных полуостровов Мурманской области...

На этой дорожке, уходящей вправо на полуострова, сначала лежал какой-то асфальт. Он заканчивался постепенно. Вот был полноценный асфальт, вот начались разрозненные куски, а вот и все, осталась только грунтовка...

Впереди нас ждали десятки километров ямочно-кочечных грунтовок.

Остановились возле водопада на реке Титовка. Что я говорила, наши челюсти постоянно стали находиться в районе пола и бесполезно было их оттуда поднимать? С каждым новым видом мы не знали, как реагировать на все более впечатляющие картины.

Водопад встретил нас шквалом бурлящей воды. Красота неописуемая!

Изредка мы встречали автомобили. В основном, все мурманские, намного реже попадались люди с других регионов. Бибикали им, махали руками, они улыбались и приветствовали нас в ответ.

Мы катились по веселой грунтовке, вещи и пассажиры почти летали по салону, а я радовалась, что перед поездкой поменяла в УАЗе полочку над лобовым стеклом, поставив вместо жуткой фанерки пластиковую полку, до которой теперь было проблематично долететь головой. Если бы оставила фанерку — ехать возможно было бы только в каске.

Как утверждал экипаж Шнивы, они тоже находились частично в полете внутри автомобиля.

Дорога шла дальше, и вот мы приехали в район хребта Муста-Тунтури и покатились через горы...

Когда я пытаюсь выдумать красивую фразу, чтобы передать словами то, что мы видели там, я впадаю в растерянность. Такую природу я увидела впервые. Она не сравнима ни с чем. Я видела горы Кавказа, видела карельские пески и камни, видела скалы Архыза и высоты Эльбруса..., но эти каменистые перевалы на севере нашей родины, на перемычке между «материком» и полуостровом Средний... такого я не видела нигде и никогда. Это своя особенная северная красота, это свои особенные и уникальные камни и склоны, это озера, синие-синие озера, иногда с идеальными, иногда с причудливыми формами, это старая каменистая дорога, петляющая среди склонов, на которых все еще лежит снег и которые готовы в любой момент скрыться от нас, выпустив вперед облака, которые окутают нас и снизят видимость до нуля. Сравнивать красоты гор бесполезно. У Кавказа своя красота. А у севера — своя.

Мы, шесть человек на двух больших автомобилях, чувствовали себя маленькими точечками, ворвавшимися в совершенно иной мир, северный мир спокойствия и гармонии. Северные горы, которым тысячи и миллионы лет; это мир вечных гор, мир какой-то бесконечности, в котором забываешь, что за его пределами существует какая-то суета, какие-то большие города и бетонные многоэтажки, суетливые автомобили, офисы, толпы. В этом мире находишься здесь и сейчас, и нет ничего, кроме этих гор.

Мы могли выйти из машин, стоять и смотреть. Окидывать взглядами этот простор.

И мы могли так стоять вечно, чувствуя себя частью этого мира, познавая этот мир и прикасаясь к бесконечному спокойствию гор...

Нам повезло, что горы не стали встречать нас облаками. Они встретили нас солнцем, высоким небом и отличной видимостью на десятки километров вокруг. Нам была дана возможность сполна наслаждаться этим миром.

Время бежало к ночи, мы двигались дальше. Преодолели перевал и оказались на полуострове Средний.

Приехали к развилке: направо шла восточная дорога Среднего, налево западная, более сложная. Повернули налево, на запад. Проехали совсем немного, прыгнули в чью-то легкую колею, уходящую за кустики в тундру. Там и стали готовить себе очередную ночевку.

Вокруг стоял полярный день, солнце не садилось вообще, в час ночи было светло, как днем. Мне это определенно понравилось! Спать, кстати, совсем не мешало — в крайнем случае, можно было надвинуть шапку на глаза. Зато все время светло, все всегда видно, никаких деталей не упускаешь.

Вот, пожалуйста, фото, сделанное в час ночи. Наверное, вполне традиционное фото для тех мест :).

Днем светило и грело солнце, но ночью холодало, так что в спальниках мы кутались в шапки, носки, термобелье, а кто-то и в свитера.

Ветра не было и комаров на стоянке пока что не сдувало.

Фото нашего лагеря. Открытый капот УАЗа — это мы подключали инвертор, чтобы подзарядить фотоаппараты.

День 4. 01.07.14.Полуостров Средний—полуостров Рыбачий

Подъем. Завтрак. Собрали лагерь. Доброе утро, тундра. Доброе утро, Заполярье.

В то утро север был к нам милостив, радуя теплым солнцем, которое согревало нас после холодной ночи. Хотя это, конечно, не отменяло шапок и курток.

Мы продолжали наш путь по западной дороге Среднего.

Следуя указателям «Музей обороны», мы приехали к стояночке стареньких автомобилей и домикам-«бочкам», где нас встретили лаем три собаки. Из домика появился хозяин музея, улыбнулся нам и встретил очень радушно, как самых дорогих гостей. Спросил, кто мы, откуда, с какой целью приехали. Рассказали, что все мы студенты либо выпускники МАИ =). Это порадовало его еще больше.

— Я рад, что такие молодые люди интересуются историей, что приехали к нам сюда, — сказал он.

Он кратко рассказал про музей, про военную историю, приключившуюся в этих местах, про хребет Муста-Тунтури.

Собственно, здесь находится Музей обороны полуостровов. Музей, как я поняла, спонтанный и держится на энтузиазме смотрителя и пожертвованиях тех, кто сюда заезжает. Мы внимательно послушали рассказ. Хребет Муста-Тунтури — единственное место, где немцы не смогли прорвать оборону в далекие годы войны. Здесь линия фронта оставалась неизменной на протяжении всех военных лет.

С одной стороны расположился склон, где держали оборону русские. С другой стороны — где сидели немцы. А сам музей находится в «долине смерти», долине между двух этих хребтов, совершенно открытой и простреливаемой насквозь.

Мы отправились в пешую трехчасовую прогулку на склоны Муста-Тунтури.

Тропинка от музея вывела нас к братской могиле, рядом с которой расположилась небольшая часовенка.

Позвонили в колокол, как и настоял смотритель музея, чистый колокольный звук разлился и постепенно стих в необъятных просторах долины. Поднялись выше, вскарабкались по извилистой тропинке и камням. И вышли на вершину хребта.

На вершине дул ветер. Нам светило солнце, температура воздуха была очень теплая, вверху раскинулось ясное голубое небо. Но на склоне дул пронизывающий ветер, как в любых горах. Тот самый горный ветер, жесткий и равнодушный, стремящийся забраться под пуховые жилетки и теплые куртки, пробраться сквозь одежду и кожу до костей. Такой ветер дует в горах всегда. Старый хороший знакомец.

С этих вершин открылись такие виды, что в какой-то момент мы просто сели на камни и бесконечное количество минут в полном молчании смотрели на эту красоту. Здесь не надо было слов. Здесь все было понятно и так. Мы молча смотрели, смотрели и смотрели, напрочь забывая о времени... потому что времени там не существует. Там есть только горы, озера и склоны. О каком времени речь? Оно не трогает эти просторы.

Чуть позже мы разбрелись по склону, где обитали во времена ВОВ немцы. Война оставила свои следы на склонах Муста-Тунтури. В больших количествах валялась колючая проволока, поржавевшая от времени. Мы нашли окопы и доты немцев. Нашли заржавевшие гранаты и разорвавшиеся мины. Гильзы валялись кучами, как окурки в большом городе. Попадались и целые патроны, умершие от времени, покрытые ржой.

Вот, просрочили немного. Всего лишь на 65 лет.

Помню, в голове у меня возник некий диссонанс. Я не понимаю, как там можно было воевать. Как можно было убивать среди этой красоты, как можно было лить кровь в синие озера, взрывать каменные склоны, покрывать военным мусором красоту... Эти места не должны были знать войны. Эти места должны оставаться неприкосновенными, их нельзя трогать. Эта красота должна остаться такой же. Все, что здесь может делать человек, — приходить, любоваться, дышать этим воздухом, впитывать в себя эту красоту, созерцать... и уходить. И ничего более...

Север пережил то, что сотворил с ним человек. Природа севера могущественна. Но следы и шрамы все равно остались. Ржавые патроны, ящики в рукотворных окопах и пещерах, поля заржавевших гильз — все это лежит на теле северной красоты. Остается надеяться, что такое больше никогда не повторится.

Мы нашли пещеры, которые немцы продолбили в скалах. Забрались внутрь, в холод, в каменные переходы, полные воды. Поскольку фонариков у нас с собой не было, очень аккуратно перемещались в темноте.

На хребте мы увидели мемориал. Он вызвал те же противоречивые чувства и непонимание — зачем, ради чего все это было? Мемориал — каменная пирамида, подле которой лежал стащенный сюда военный «мусор». Память о том, что там было. Память обо всех погибших. И напоминание о ранах и шрамах, нанесенных северу.

Время поджимало, три часа пролетели быстро, мы еще немного полюбовались окружающими творениями природы и спустились вниз к музею. Смотритель заметил, что мы, конечно, капитально так задержались там, на хребте.

Он пригласил нас внутрь небольшого домика — собственно, здания музея. В нем собраны различные вещи далеких военных времен, начиная от стволов пулеметов и заканчивая кружками. Смотритель провел небольшую экскурсию, рассказал еще немного истории. На стенах музея висели плакаты. Можно было обнаружить и всяческие интересные экземпляры тех лет.

В углу музея расположился ящик для пожертвований, можно было купить магнитики с фотографиями Среднего и Рыбачьего. Лежала тетрадка, в которой отмечаются все приезжающие и рассказывают о своих впечатлениях. Мы тоже отметились. Смотритель музея с теплотой вспомнил, как как-то раз к нему приезжали даже французы! Их записи в журнале мы тоже нашли.

Попрощавшись со смотрителем, мы расселись по машинам и отправились дальше в путь.

Дорожка Среднего не представляла собой какого-то кошмара или ужаса. Я спокойно ехала на заднем приводе. Грязи не было, присутствовали только камни, грейдер, ямы. В целом, там не нужны железные бампера и грязевая резина. Там нужны крепкая подвеска и клиренс либо защита днища/картера, чтобы можно было спокойно пропускать большие камни между колесами и не переживать.

Иногда попадались броды и лужи. Никакого ужаса в них не обнаружилось. Дно у луж каменистое, сесть невозможно. Вода иногда доходила до бампера, но выше не поднималась. В общем, легкая прогулочка и никакого внедорожного экстрима. Обвешанный шноркелями и бамперами внедорожник, оказывается, здесь не так уж прям и нужен. Либо нам просто повезло))

На фото — знаменитая лужа полуострова Средний. В ней топят машины по крышу, делают экстремальные фотографии утонувших лифтованных внедорожников на 35х колесах; джиперы, преодолев эту лужу, затем рассказывают страшные истории про то, что Кольский — это страна небывалых бродов и ехать туда могут только опытные и подготовленные экстремалы-экспедиционеры на очень круто задранных машинах. Они называют поездку на Кольский страшным словом «экспедиция» и бросают такие взгляды на владельцев каких-нибудь кроссоверов, что несчастные владельцы навсегда отказываются от идеи поездки в эти прекрасные места, думая, что «ну, когда-нибудь потом, когда у меня будет настоящий ДЖИП». Это действительно так, если ехать ровно посередине лужи. Однако если пройтись по луже ногами, найти брод, а затем поехать по ней по этому броду слева, то автомобили едва намочат колеса. Даже кроссоверы.

Это — самая обычная лужа на Среднем. Справа вы можете видеть моего штурмана. Он хотел найти объезд, но у него ничего не получилось, чему он возмущается. Теперь придется доставать сапоги и мерить брод.

Окружающая красота просто сводила с ума! Вот ты вышел из машины, встал и любуешься пейзажем. Стоило сделать шаг в сторону — пейзаж целиком менялся, приобретал новые краски под немного другим углом, так что ты залипал на него на ближайшие минуты, пока кто-нибудь тебя не одергивал. Отступил на метр назад — все, это опять новый пейзаж, которым тоже можно любоваться ближайшие 10 минут! Невозможно было собраться, взять себя в руки и ехать дальше, хотелось смотреть и никуда не уходить.

Тундра — это удивительный край. Та тундра, которую я увидела на полуостровах, постоянно менялась. Здесь скалы, а здесь камни. Здесь мох, а здесь низкорослые деревца. А здесь — неожиданно! — вполне себе лес. А здесь снова холмистые просторы, уходящие за горизонт.

Ну а потом дорожка вывела нас к Баренцеву морю, которое величаво катило волны...

Где-то там мы опять остановились на очередной привал, чтобы полюбоваться, поохать, поахать, пофотографироваться, а заодно и перекусить.

Почему-то я не удивлена, что все эти люди хотят меня убить. Ну конечно, это же мои друзья.

Фото «погладь УАЗик».

Мимо пронеслась группа квадроциклистов, поприветствовали друг друга.

Вообще, что касаемо трафика на полуостровах, то он, как мне показалось, был минимальным. Толп я не увидела. Довольно редко кто-то обгонял нас или проезжал навстречу.

Попадавшиеся машины были совершенно разными. Пару раз пролетели подготовленные по самое «не хочу» внедорожники. Чаще попадались кроссоверы. Видели пару пикапов и одного двухсотого крузера. В общем, главное — желание и готовность к авантюрам, а доехать можно на чем душе угодно!

Обычная дорожка на Среднем. Для пущего интереса я на некоторые подъемы забиралась на дизеле на холостых оборотах на первой прямой передаче. Было довольно интересно наблюдать, какой уклон мой маленький дизелек вытянет, а какой — нет. Надо же было придумать себе хоть какие-нибудь приключения, раз все равно на заднем приводе еду!

Свои приключения находила и Шнивка.

Дорога шла вдоль моря. Нет — вдоль океана. Ощущения от передвижений по этим местам невероятны. Неописуемый восторг. То, что ты сейчас здесь, что дышишь воздухом, пропитанным морем и ветром, что можешь все это видеть и чувствовать, видеть вживую этот океан, эти дороги, эти скалы, эту зелень... И куда ни кинь взгляд — везде чистая красота в своем первозданном виде.

В общем, ты попадаешь в совершенно другой мир. Мир полярного дня и регулярной красоты. Причем красота везде, сверху, снизу, сбоку. Получение ощущений и впечатлений идет напрямую и ежеминутно. И все новые и новые виды, новые восторги и впечатления совершенно не надоедают и не вызывают привыкания, которое случается, например, на пятый день тусовки в одном и том же красивом месте.

Просторы невероятные. А вода там чистейшая. Мы набрали в бутылки воду и сравнили ее с той покупной, которая валялась у нас в машине. Показалось, что покупная более грязная... :)

Иногда даже лес попадается! :)

Каждый пейзаж в тундре особенный, каждый вид прекрасен. Нет здесь такого километра, который можно было бы проехать в скуке и тоске, не пытаясь свернуть шею в попытке охватить взглядом весь этот простор и навсегда запомнить его, увезти с собой в сердце.

С уровнем воды в бродах и лужах нам, видимо, повезло. Конечно, я впервые приехала на полуострова, а потому не могу судить, как вообще здесь бывает. Однако уровень воды ничуть не пугал. Рядом с некоторыми лужами были твердые и беспроблемные объезды. Хочешь — купайся. Хочешь — еще попрыгай по камням.

Вполне вероятно, что уровень воды здесь всегда такой, а я просто наслушалась слегка преувеличенных историй. Наверняка не знаю, сравнивать мне не с чем.

На УАЗике при перемещениях по твердым поверхностям я не переживала. Просто ехала вперед. Только штурман иногда спокойным голосом замечал, что, кажется, вот этот камень нам сейчас чуть не достал до картера переднего моста. Но я пожимала плечами и отвечала, что мы на УАЗике и потому все хорошо. В конце концов, мое умиротворенно-разгильдяйское настроение передалось и штурману, а посему он перестал обращать внимание на большие камни посреди дороги.

А вот Шнивка вела себя более прилично. Ее экипаж периодически старался внимательнее смотреть, где именно он едет и нет ли под днищем опасных камней.

Один раз Шнивка все-таки застряла. Я это место проскочила без проблем, а Шнива поймала диагоналку.

Вот здесь мы порадовались, что взяли с собой лом. Нет, не спрашивайте. Да, лом у нас с собой был, не знаю, зачем. Наверное, в каждой автомобильной поездке (хотя не только автомобильной, я вспоминаю плащ-палатку в некоторых занимательных пеших походах) присутствуют какие-то вещи, которые берутся не столько ради практической пользы, сколько ради душевного спокойствия, и являются этакими талисманами. Вот у нас в УАЗе в качестве талисманов ехали лом и ручная лебедка. И если лом хотя бы пригодился, то, учитывая природу Рыбачьего, ручная лебедка была чистым талисманом.

Собственно, ломом поковыряли кое-где камни, машину потолкали руками, и Шнива выехала.

Заехали к береговым батареям. Кажется, это и была та самая знаменитая батарея Поночевного.

Оставили машины и забрались внутрь, чтобы побродить по ней. Внутри оказалось холодно и все еще лежал снег! Было довольно мрачно и давили стены. Как же люди жили в таких условиях? Один холод чего стоит... Сейчас, в разгар лета, в начале июля, когда светит и греет солнце, здесь так холодно. А что же творилось зимой?

Полярный день близился к вечеру, а по плану у нас стояла Скорбеевка. Поняли, что опять опаздываем везде, где можно, немного ускорились. Видимо, ускорились многовато, потому что в какой-то момент до меня дошло, что мы до сих пор не увидели Двух Братьев. Пнула залипшего штурмана. Посоветовались по рации. Ну что ты будешь делать, мы их и вправду проехали! Почувствовали себя полными неудачниками: это ж надо, пролететь мимо дорожки, уходящей к такой достопримечательности! Но возвращаться тоже не хотелось. Решили, что заедем к ним на обратном пути (в итоге, все-таки не заехали). Мой штурман, зараза такая, даже не почувствовал за собой вины. Простила ему эту промашку — я привыкла к тому, что он пропускал каждый третий нужный поворот.

Это место базирования военных, где-то в том районе мы пролетели мимо дорожки к Двум Братьям.

В принципе, я не могу сказать, что была очень сильно расстроена тем, что не увидела эту достопримечательность. В тех местах прекрасно все. Тундра, океан, скалы, ручьи и водопады. Каждый преодоленный километр приносил столько восторга и впечатлений, что жалеть там точно было не о чем =).

Что касаемо знаменитого брода через реку Выкат. Еще смотритель музея нам рассказал, что через Выкат есть две дорожки. Одна требует автомобиля-монстра с двумя шноркелями, тремя выводами глушителя и особенной харизмой тру-джипера; мы там точно утонем. Вторая дорожка не требует ничего. Брод там мелкий и преодолевается, как любая другая простенькая лужа Среднего.

Собственно, ко второму броду мы и выехали, легко его пересекли и двинулись дальше.

Добрались до перемычки Среднего и Рыбачьего, проехали брошенное Большое Озерко. Конечно, домики выглядели довольно уныло и грустно, но это не так цепляло глаз, как, например, огромная куча мусора, валяющаяся на въезде в этот умерший городок. Выехали на Рыбачий, ушли на основную «попсовую» дорогу к мысу Немецкий, это которая западная по побережью. Нам встретились мотоциклисты и кроссоверы (кстати, мне показалось, что мототехнику на полуостровах мы встречали в разы чаще, чем автомобили). Пролетел свеженький «Крузак». Лагерем стоял пикапчик и кто-то из современных «Ниссанов». Оценили время — уже поздно, пожалуй, не надо сбивать график сна полярным днем, который так и искушал все время ехать и совсем не спать. Встали лагерем недалеко от дороги, под скалами. До моря рукой подать, можно было дойти до него и сунуть руки в соленую холодную воду.

Хоть ветер был и не очень сильным, но комаров благополучно сдувало.

Ужин. Палатки. Спальники. Спать.

День 5. 02.07.14. Полуостров Рыбачий—Мыс Немецкий—полуостров Средний—Мурманск

Утро полярного дня.

Подъем. Завтрак. Сбор лагеря. Поехали.

Западная дорога Рыбачьего — это практически хай-вей. Ну камни иногда, ну лужи бывают, но там легко проедет любой кроссовер. Я продолжала ехать на заднем приводе и любоваться красотами вокруг.

Редкий кадр — мой штурман ведет себя, как штурман, и проверяет брод.

Более частый кадр — я проверяю брод, а штурман стоит и ржет надо мной. Уже не помню, по какому поводу.

Светило солнце, над головой раскинулось высокое голубое небо..., но шапку снимать не хотелось. Пуховую жилетку — тоже. Вот так мы зимовали очередное лето.

Пейзажи опять менялись, все больше появлялось камней, другой становилась растительность. Теперь все чаще к красоте вокруг хотелось применять слово «суровая».

В какой-то момент дорожка вышла на пляжик и мы прокатились вдоль линии прибоя.

Нам встретился небольшой морской брод. Я его пролетела, даже не пройдя ногами, поэтому только в процессе ныряния узнала, что под водой коварный ручеек промыл желоб, в который машина плюхнулась передними колесами и радостно полетела мордой вниз. Высота УАЗика спасла — спокойно выехала, штурман вздохнул и понегодовал, мол, может, не надо так больше делать? Согласилась с ним.

Сзади на меня посмотрела Шнива, помотала головой, мол, я нормальная, я туда не поеду. Поэтому для Шнивы мы прошли брод ногами, выбирая оптимальный вариант ныряния.

Дальше, дальше на север... Вот мы и выехали на самый край, в самую северную часть полуострова Рыбачий. Чаще стали попадаться места базирования военных, а так же брошенные дома и поселки.

Мы умудрились заплутать на Рыбачьем в попытке проехать в самую северную точку. Ну как заплутать. Поскольку кругом раскинулся простор до горизонта, то, в принципе, направление было понятно, куда надо ехать. Но ломиться по азимуту через тундру как-то неправильно. Поэтому мы искали дорожку, ездили туда-сюда, пару раз возвращались. Нашли.

Добрались до поселка на самом севере, где стоял знак «проезд запрещен». И выехали к самой северной точке европейской части России — мысу Немецкий. Припарковались у маяка и сделали стандартную фотосессию «мы достигли самой бла-бла-бла».

Мыс, маяк, самая северная точка — все это оказалось довольно мрачным местом. На берегу валялись какие-то груды железа.

Простор казался мрачным и немного гнетущим.

Сурово билось о скалы Баренцево море. И дул ветер, пронизывающий и натурально пытающийся сбить с ног! Помнится, как-то раз мы были в Краснодаре на соревнованиях по стрельбе, там объявили штормовое предупреждение и не зря — с навеса огневого рубежа пыталось унести шифер. Именно тогда мы решили оценивать силу ветра в «краснодарах». Так вот, на Немецком сила ветра составляет около трех «краснодаров», а это реально много =).

Поселок рядом с маяком.

Нива спряталась от ветра за УАЗиком.

Собственно, ни для чего больше мыс Немецкий и не подходит, кроме как сфотографироваться на нем и сполна прочувствовать ощущение самого севера. Пронизывающий ветер Немецкого создает атмосферу власти северного мира. За сим можно поставить галочку «самой северной бла-бла-бла» и ехать в более уютные места просторов тундры.

Промерзнув, побродив вокруг маяка, полюбовавшись видом океана, мы сели в машины и двинулись в обратный путь. Так получилось, что у одного из участников нашего похода возникли проблемы со здоровьем. Решили проявить благоразумие и отказаться от путешествия на Скорбеевку с последующей ночевкой, от возвращения к пропущенным Двум Братьям и сегодня же неспешно катиться в цивилизацию в Мурманск, где найти больничку и точно убедиться в том, что все хорошо и мы можем спокойно продолжать маршрут.

С мыса Немецкого мы вернулись на ту же самую западную дорогу Рыбачьего и поехали по ней. Вновь выехали на пляж, по которому проходит дорожка. И увидели отлив.

Когда мы ехали на Немецкий, море оставило берегу лишь небольшую полоску пляжа. Сейчас же океан целиком обнажил свое дно. Зрелище бесподобное!

Собственно, там мы благополучно и зависли. Веселились, как дети, гоняя на машинах по морскому дну. Когда еще будет такая возможность :).

Хоть и дул ветер, пытающийся вытрясти мозг (а, может, он его как раз и вытряс, раз мы на такое решились?), но небо было ясным и светило солнышко. Именно солнце и сподвигло нас на купание. В конце концов, как же так — побывать на Северном Ледовитом океане и не окунуться в его холодные воды? :)

Переоделись с девчонками в купальники и радостно побежали нырять, не забыв, конечно, нацепить на головы шапки, чтобы сохранить остатки выдуваемого мозга))

Зайдя поглубже, с удовольствием и визгом нырнули в океан по горлышко =). С головой не стали, чтобы шапки не намочить :).

Купание в Баренцевом море — поверьте, это круто :). Ноги сводит холодом, но остальному телу вполне себе ничего так, терпимо. Организм попросту не может понять, что с ним делают. Ногам холодно, на воздухе тоже холодно, потому что ветер, о, черт, вода, в воде холодно, нет, в воде тепло, здесь ветер не дует, нет, в воде холодно, она ж холодная! Нет, не холодная, нормальная. Что, я опять на воздухе?! Эй, холодно, ветер же! Хотя нет, не холодно, воздух теплее, чем вода.

Самый кайф наступает, когда выбрался на берег, переоделся и согрелся. Чувствуешь себя заново родившимся и хорошо так посвежевшим :).

При этом море показалось очень соленым. Соль на теле потом хорошо ощущалась :).

Искупавшиеся, довольные, сделали пару заключительных кругов на машинах по океанскому дну (дрифт, ееее) и продолжили свой путь.

Проехали Рыбачий, достигли перешейка между Рыбачим и Средним. На этот раз свернули на восточную дорогу Среднего, как более короткую, и поехали по ней.

Восточная дорога Среднего ужасно скучная и унылая после западной дороги!

Восточная дорога — это такой многополосный проспект, где нет ни бродов, ни камней, никаких приключений, есть только самая обычная грунтовка, легкий грейдер с периодически попадающимися ямами. Проехать по ней может любая пузотерка :). Впрочем, несмотря на хай-вей, пейзажи все равно продолжают поражать до глубины души.

На удивление, на этой дорожке трафик был тоже минимальный. Возможно, начало июля — не сезон джипинга на Рыбачий :).

Вся восточная дорога — грейдер вдоль моря, плескающегося внизу под обрывом. Местность открытая и практически везде дует ветер. Чтобы остановиться с целью приготовления ужина, мы съехали с грейдера на прокатанную дорожку между кустов. Там оказалось намного тише и спокойнее, мы настроили горелку, зажгли газ и стали ждать закипания воды, обернув плитку со стоящим на ней каном пенкой.

Еще на грейдере мы обнаружили, что у Шнивки спустило колесо. На стоянке, пока грелась вода и варились макароны, мы занялись починкой покрышки. Шнива удивительным образом смогла найти именно такой формы камень и именно так на него наехать, что он острым концом проткнул покрышку и вошел внутрь, образовав аккуратную дырочку. У нас с собой были наборы для ремонта бескамерных шин, поэтому мы просто сняли колесо, вытащили камушек, заделали дырку жгутиком и — вуаля! — покрышка вновь могла служить верой и правдой.

Поужинали, выехали обратно на грейдер, покатились до перевала через Муста-Тунтури по каменистой извилистой дорожке, которая так запала нам в душу, когда мы только сюда приехали.

Если несколько дней назад здесь было ясно, то теперь горы затянуло облаками. Перевал дал нам возможность лицезреть его в новом необычном виде.

По пути мы встретили Шишигу, стоящую посреди дороги. Водитель спросил, найдется ли у нас кривой стартер, а то у него сел аккумулятор и он не может машину завести. Ответили, что кривого нет, зато есть обычные провода прикуривания. Прикурили Шишигу УАЗиком.

Шишига завелась и радостно укатила вперед. Мы поехали более неспешно. Периодически она еще мелькала вдали, а затем совсем пропала.

Поздним вечером мы покинули извилистые дороги полуостровов, оставили позади камни и ямы. Миновали водопад на Титовке, выехали на трассу Титовка—Мурманск, накачали колеса (честно говоря, не помню, в какой именно момент я их спустила до 1,5 атмосфер). Асфальт принес неземное наслаждение — обалдеть, можно ехать 100 км/ч по ровной поверхности, при этом никто не летает по салону, вещи лежат спокойно и не пытаются десантироваться в окно!

Мы взлетали на крутые подъемы и притормаживали перед крутыми спусками, протяжно погудели, проносясь мимо Долины Славы. В 12 ночи прибыли в Мурманск, нашли круглосуточный травмпункт, имевший довольно потасканный и унылый вид. Внутри обшарпанного здания в регистратуре нас встретила тетушка, которая ненавидела нас заочно в наше отсутствие, а при нашем появлении стала ненавидеть еще больше, при этом в ее глазах можно было угадать вполне конкретное направление, куда она нас хотела бы послать.

Тетушка долго возмущалась, что наш заболевший, гад такой, не проживает в Мурманске, а живет черт знает где, но зачем-то в Мурманск приперся и теперь отвлекает ее от ночного бдения. Но нашего товарища все-таки приняли, осмотр занял около 5 минут, после чего нам сообщили, что у него все хорошо и на фиг мы вообще к ним примчались, сидели бы дальше в своих выселках мира на полуостровах. Удивились, но посреди ночи катиться было больше некуда, поэтому отправились в гостиницу и поселились туда на ближайшие пару дней.

Гостиница расположилась по адресу ул. Пономарева 14 и явила собой многоэтажный дом. Трехместный номер гостиницы обошелся в 2 400 руб. в сутки (800 руб. с человека, очень бюджетно). При этом он представлял собой не обычный гостиничный номер, а полноценную двухкомнатную квартиру с раздельным санузлом и кухней с плитой и холодильником! То, что мы выпали от такого размещения в осадок, это еще мягко сказано. Да это же нереально круто, да еще и за такие деньги!

Правда, на наш седьмой этаж горячая вода приползала далеко не сразу, минут 10-15 приходилось сливать из крана холодную воду, прежде чем она начинала теплеть. А на рецепции с нас спросили полные данные, заставили заполнить кучу бумажек, а при каждом нашем возвращении в гостиницу нас с пристрастием допрашивали, кто такие, как фамилии, в какой номер идем и с какими целями, причем все это делалось с крайне подозрительным выражением лица =). Но все это ерунда по сравнению с таким обалденным вариантом гостиничного номера.

Расселились по квартирам и легли спать.

День 6. 03.07.14. Мурманск

Половину дня спали. В обед сумели оторвать себя от кроватей и доехать до областной мурманской больнички, где нашего больного приняли без проблем, были максимально вежливыми (очень резкий контраст с вчерашним травмпунктом), снарядили ко всем нужным врачам, дали бумажку с описанием увиденного, сказали, что жить будет, все хорошо, приходите через недельку, если не к нам в Мурманск, то к себе в Москву))

Поскольку был вечер, мы встретились с местными родственниками одного из участников нашего коллектива. Познакомились и понравились друг другу. Вместе покатались по городу, посетили пару достопримечательностей.

Съездили к памятнику Алеше. Это памятник, посвященный защитникам Заполярья: скульптура огромных размеров возвышается на вершине одного из мурманских холмов.

Со смотровой площадки памятника открылся чудесный панорамный вид на город и на Кольский залив.

Так же съездили к относительно новому памятнику Мурманска — памятнику Ждущей.

Идея скульптуры замечательна, проста и лаконична. Оттуда можно было так же полюбоваться Кольским заливом и понаблюдать за дрифтом барж по воде.

Доехали до атомохода «Ленин», разведав к нему дорогу, еще раз перепроверили информацию по завтрашней экскурсии. Поскольку день клонился к ночи, поехали обратно в гостиницу, перед этим получив на завтра приглашение приезжать в гости в Териберку.

А что, раз маршрут пошел не по плану, то почему бы тогда и вправду в Териберку не сгонять?

День 7. 04.07.14. Мурманск — Териберка — Мурманск

С утра поехали к атомоходу «Ленин» — первому атомному ледоколу в истории. Время начала экскурсии — 12:00, прибыли чуть раньше.

Нас встретил специально обученный человек и проводил на атомоход, где мы купили билетики (100 или 150 руб. с человека, не помню уже). Фотографировать можно было бесплатно. Группа ограничивалась 20 человеками, кто не успел, тот мог пойти на экскурсию в 13:00. Перед началом экскурсии нам сообщили некоторые правила безопасности — мол, от экскурсовода не отстаем, в каюты не заходим, по непонятным лестницам в одиночку не ходим, а то потеряетесь, а нам вас потом искать. Собственно, дальше нам показывали атомоход изнутри и рассказывали его историю.

В целом, экскурсия показалась довольно краткой, несмотря на то, что шла почти час. Посмотреть удалось не так много: столовую, одну каюту, верхнюю часть атомного реактора (не, я понимаю, что к реактору самому никто не пустит), модель реактора в разрезе, капитанский мостик и какой-то зал для заседаний. Все довольно интересно и увлекательно, масштабы поразили, истории про ледокол тоже =). Экскурсовод поведал и о дальнейших планах относительно атомохода и видоизменения экскурсий в еще более интересном направлении.

После экскурсии погрузились в УАЗ впятером, оставили Шниву в Мурманске вместе с Олегом, который накануне отравился печеньем и поэтому отказался сегодня посещать с нами удивительные и невероятные места.

Кстати, про Мурманск.

Чем мне очень понравился этот город, — так это своим автомобильным движением. Оно совершенно спокойное. Какие-то все размеренные и неспешные. Есть отдельные лихачи, но они проносятся мимо подобно мотоциклистам — их не успеваешь заметить и не успеваешь испугаться, а посему они не доставляют неудобств. Особо поразило то, как местные останавливаются перед светофорами. Я вспоминаю все тот же Краснодар — там действует правило «5 секунд красного», т.е. после включения красного сигнала светофора все продолжают пролетать перекресток еще в течение нескольких секунд. В Мурманске все останавливаются на желтый. Замигал зеленый — тормозят. Загорелся желтый — уже останавливаются. Пришлось быстро переделывать свою краснодарскую реакцию :). Конечно, попадаются и отдельные личности, на которых смотришь и не понимаешь, как они еще в столб не убрались. Но такие, думаю, есть везде. И, в целом, отношение к остальным участникам движения довольно спокойное. Не кричат и не гудят друг на друга, если кто-то тупит или подрезает. Гудки вообще слышались очень редко. Один раз мы со Шнивкой случайно подрезали местную Мазду, сначала я, потом Шнива, мчащаяся за мной. Мазда даже не стала гудеть. Она приняла и простила, так что мы устыдились и без ее возмущенных сигналов. С другой стороны, это не отменило другого случая: Шнива просто стояла припаркованной на обочине, а мимо пронесся местный, задел ей зеркало, пожертвовал при этой какой-то своей запчастью и умчался дальше, даже не притормозив. Но, думаю, это всего лишь частные случаи, которые можно встретить везде. А в остальном, очень спокойный в плане вождения город.

Что еще хочу сказать: Мурманск — город спусков, подъемов, холмов. В нем мало чего ровного! И это замечательно. Из многих частей города можно увидеть красивые панорамы.

Мы выехали из Мурманска и отправились в Териберку.

Сначала дорога представляла собой самый обычный асфальт средней паршивости. Навигация была элементарной — ехать от Мурманска прямо в сторону Североморска-3 и Дальних Зеленцов километров 80, затем повернуть налево по соответствующему указателю и пилить по грунтовке еще километров 40. Собственно, доехали до развилки, свернули, помчались по грейдеру неплохого качества.

Остановились в районе 21 километра, откуда открылся шикарный вид на окружающие пейзажи и горы.

Вскоре приехали в Териберку.

Териберка — это небольшое село с населением меньше 1 000 человек на берегу Баренцева моря, на краю материка. На удивление, оно не производит впечатления богом забытого места, обители печали и разрухи. Наоборот, вызывает какое-то теплое чувство уюта и тихой гавани, куда можно приехать отдохнуть от мирской суеты. Край, где время неспешно бежит, заставляя чувствовать каждую минуту.

Да, там встретилось много ветхости, много старых покосившихся домов с облупленной штукатуркой. Но здесь же мы увидели и недавно отремонтированные и покрашенные в яркий желтый цвет школу и детский сад. По улицам гуляли люди, и на их лицах не было выражения вселенской тоски и отчаяния. У Териберки свой мэр и своя администрация. Там живут и работают.

Мы проехали Териберку насквозь. На одной из окраин села обнаружили гаражи, внутри которых жители хранят машины, квадроциклы, катеры. Поинтересовались у местных, как проехать к водопаду. Две женщины оценивающе посмотрели на нашу резину, кивнули, выдали что-то вроде «а, нормально, проедете» и указали дорогу. Проехали между зданиями школы и сада, дорожка вывела нас за пределы села и убежала вдаль.

За пределами Териберки мы встретили довольно неприятное место — огромную свалку, куда, видимо, вывозится весь мусор села. Зрелище печальное и ранящее душу. Такое тихое классное место. Такая природа. И эта отвратительная свалка... зачем? Почему все это не вывезти отсюда, не убрать? В голове не укладывается.

Село осталось позади и мы вновь попали во власть природы, севера и тундры.

Лучший кирпич в России — бетонный блок посреди дороги. Но только не для внедорожника :).

Вокруг удивительной красоты пейзажи и камни. Заблудиться по пути к водопаду тяжело. Дорога одна.

Доехали до веселой каменистой горочки, где я наконец-то включила пониженную передачу. Все мои пассажиры, кроме Леськи, дружно заявили, что не фиг соваться сюда на машине, давайте дойдем пешком, что меня раззадорило еще больше — эй, ребята, ну я же на внедорожнике, ему тоже хочется приключений! На всякий случай, ребята с автомобиля вышли, мы с Леськой остались вдвоем и аккуратно заползли на самый верх. Собственно, это там я чуть-чуть поставила УАЗа на три колеса =).

И вот мы выехали к водопаду, низвергающемуся прямиком в Баренцево море, в Северный Ледовитый океан.

Возле водопада мы провели часа два точно. Мы фотографировались возле него, свесив ноги со скалы и слушая его грозный рев. Мы лазили по скалам. Мы прыгали через речку по скользким камням. Мы поднялись по скалам выше и уместились на краю обрыва, откуда долго любовались бесконечным горизонтом океана. Сбоку гремел водопад, кричали чайки, вокруг высились скалы...

Именно тут я сполна ощутила, что нахожусь на Краю Света.

Мыс Немецкий — это знаковое место, куда приезжают продуться ветром и сделать фото для бложика.

А настоящий край находится здесь, за Териберкой, возле водопада, падающего в море. Здесь, на скалах, с которых открывается вид на бесконечный, огромный и вечный океан. Конечная цель. Точка маршрута. Место, куда привела длинная-длинная дорога, долгий-долгий путь. Достигнутая цель, после которой не надо никуда бежать, надо раствориться в ней, растаять в ней, слушая шум накатывающихся волн да рев водопада. Смотреть на небо, скалы и маленькие цветы, выросшие на голых камнях на самом Краю Земли.

Край Земли находится здесь.

Умиротворенные, довольные, мы тронулись в обратный путь...

Аккуратно скатилась вниз по каменистой горочке, опять включив пониженную передачу. Интересно, как здесь проехал Mitsubishi L200, который мы встретили возле водопада? Вновь попрыгали по камням. Преодолели препятствие в виде бетонных блоков. Вернулись в Териберку, заехали в гости к нашим новым знакомым, которые, собственно, нас сюда и пригласили, отлично провели остаток вечера, много общались, расспрашивали их про местную жизнь и этот уютный городок, уплетая за обе щеки местную озерную рыбу.

Вечером выдвинулись обратно в Мурманск, по пути заехали на местную ГЭС к еще одному родственнику :). По грунтовке ехали за «крузером» сопровождающего, он гнал по грейдеру со скоростью под сотню, я держала примерно такую же — что ж, УАЗ на такой скорости на грунтовке не отличается идеальной управляемостью, у него периодически подзаносило корму. А «крузаку» хоть бы хны, только и видела, как у него классно подвеска неровности отрабатывала :).

Внутрь ГЭС мы, конечно, не попали, ибо режимный объект, так что перекинулись парой фраз, смотря на ГЭС снаружи, затем вернулись на грунтовку. «Крузер» поехал обратно в Териберку, мы же повернули на Мурманск. На середине пути грейдер окутали не то облака, не то туман, так что мы почувствовали себя участниками какого-нибудь особо отчаянного фильма ужасов а-ля «Мгла», сидели и ждали, что сейчас из белесой пелены на нас вылезут страшные щупальца. Или трогальца. Но ничего такого не вылезло и мы продолжили ехать сквозь мглу с минимальной видимостью. Докатились до асфальта и помчались в гостиницу в Мурманск.

В гостинице на нас традиционно подозрительно посмотрели, уточнили фамилии, уточнили номер, уточнили цели нашего возвращения и только после этого успокоились и пропустили в квартирки.

День 8. 05.07.14. Мурманск — Кандалакша — Умба — Кузомень — стоянка на Белом море

В этот день началась наша обратная дорога.

Мы расстались со спокойным и холодным Мурманском, выехали на трассу М-18 «Кола» в сторону Кандалакши. Проехали Оленегорск, Мончегорск. Свернули в Кандалакшу, проехали по ее краю, дорога увела нас в Умбу. До Умбы пилить около 120 километров, мы катились сквозь новые картины природы Кольского полуострова — теперь это было что-то такое отдаленно напоминающее Карелию, но не Карелия, а нечто особое. От Умбы асфальтированная дорога шла дальше на Варзугу. Кажется, только где-то в районе Олениц она наконец-то превратилась в знаменитый красный грейдер.

Дальше пылили. В какой-то момент остановились на краткий отдых от тряски, заодно спустили колеса. Кажется, идти стало помягче, но вибрации на кузове все равно создавали непередаваемую гамму звуков. Но, в целом, грейдер хорош, ездить может кто угодно, все ограничивалось крепостью, скорее, водителя. Кстати, грейдер постепенно закатывают в асфальт. Насколько я помню фотографии отчетов прошлых лет о посещении этих мест, стела «Полярный круг» находилась на грейдере, сейчас же мимо нее идет асфальт. Да и перед началом грейдера мы катились по отличному свежеположенному асфальту, гладкому и ровному, как зеркало.

Пах грейдер тоже непередаваемой гаммой запахов. Это некая парфюмная смесь затхлого сыра и просроченного мяса.

Периодически встречали на грейдере других участников движения. Пожалуй, больше всех нас поразили двое мотоциклистов на «спортах», которые аккуратно по этой дороге ползли. На чем только сюда народ не ездит!

От Умбы до Кузомени ехать прилично, больше 100 километров. Грейдер вывел нас к указателю «Кузомень направо», свернули туда. Дорога пришла в лес и стала полностью песчаной. Какое же это наслаждение! После трясущихся вибраций грейдера катиться по мягкой, как шелк, мягкой-мягкой, очень-очень мягкой тропинке, когда машину мягко покачивает и она мягко плывет вперед на мягких волнах песочной дороги.

Мы приблизились к знаменитым Кузоменским пескам. Долго ехали по лесу. Дальше дорожка взлетела на вершинку небольшого холма, мы выскочили туда и увидели перед собой чудесную картину — ту самую пустыню посреди тундры. Песок и зеленые деревья. Картина просто потрясающая!

Влекомые уходящей вдаль дорогой сквозь пески, мы радостно помчали вперед. Деревья закончились, и перед нами раскинулась огромная пустыня. Прямо-таки настоящая! Машина в песочной колее виляла задом так, что разогнаться больше второй передачи не получилось. При переключении передач она быстро теряла обороты и пыталась увязнуть. Леська умудрилась слегка поджарить сцепление на Нивке. Мое сцепление продолжало поражать своей устойчивостью — сколько насилия я проявила по отношению к нему, а оно либо вытягивало, либо нет, но еще ни разу не воняло.

Вдали виднелась деревенька Кузомень, а где-то слева от нас находилось Белое море. Мы решили, что опять хотим на море =). Пронеслись по пескам, проделывая новые колеи, и выскочили на пляж.

Дальше у нас приключились традиционные радостные побегушки и попрыгушки по пляжу, любование морем и волнами, фотосъемка и видеовыдумки. Поскольку солнце все чаще выглядывало из-за облаков, дразня своим теплом, мы повторно решились на купание. А то как же, в Баренцевом море искупались, а теперь в Белом не осилим что ли?

Так что галочки на купание в Белом море себе тоже поставили. На этот раз я занырнула даже два раза. А, вообще, я мерзлявая и терпеть ненавижу холод. Но мои друзья — они ненормальные. Это они меня заставили купаться в Белом море, а я... а я тряпка и не смогла отказаться =).

Белое море показалось несколько потеплее, чем Баренцево. А перед непосредственно морем на пляже образовался этакий «лягушатник», который вообще прогрелся до неприличной температуры, так что после выныривания из моря в нем можно было отогревать ноги.

Поскольку время опять близилось к вечеру, деля бесконечный полярный день на какие-то промежутки, мы покинули уютный пляж и тронулись в обратный путь через пустыню.

Великолепный кадр, я считаю. Я и мой штурман. И наши одни сапоги на двоих. Он решил, что тут неглубоко. Я же решила, что сапоги никогда не будут лишними.

Это Россия, детка.

Вернулись обратно к красному грейдеру. Доехали до р. Лодочный и там свернули в лес налево, вновь выехали к Белому морю. Видимо, это место популярное, там стоял большой лагерь каких-то людей с кучей шатров, палаток и «шишиг». Чуть дальше стояли небольшими палаточками несколько женщин. Мы проехали еще дальше и тоже поставили лагерь практически на берегу, в зарослях мягкого можжевельника.

Ужин. Спать.

Кстати, мытье посуды на пляже на берегу моря на закате посреди ночи — это что-то новенькое в наших приключениях.

День 9. 06.07.14. Стоянка на Белом море—Умба—Кандалакша—Гирвас

С утра на море опустился туман. Сильно похолодало и мы порадовались, что искупались вчера вечером, а не стали откладывать это приятное приключение на утро. Комаров, в принципе, сдувало, зато опять появилась мошка, но в терпимых количествах. Собрали лагерь, загрузились в машины, вернулись на грейдер. Опять тряслись и вибрировали вместе с машиной. Недавно прошел дождь и пыль на грейдере практически не поднималась, это порадовало.

Чем ближе к Умбе, тем лучше становилась погода. Закончился туман, закончился дождик, ушли тучи, вновь вылезло солнышко.

При выезде на асфальт остановились, накачали колеса. Машины были покрыты красной пылью. Поскольку Шнивка ехала за мной и держала не очень большую дистанцию, ей еще и под капот пыли нанесло, двигатель и все навесное оказалось под красным слоем. Появилось непреодолимое желание побыстрее поменять воздушный фильтр :).

Проехали немного вперед и остановились возле стелы «Полярный Круг».

Эта стела и вправду показалась более уютной и симпатичной, чем та, которая находится на трассе Питер—Мурманск.

Пролетели Умбу. Пейзажи по пути не могли оставить никого равнодушным. Мозг уже сбоил от количества впечатлений, которые он получил за столь короткий промежуток времени.

Приехали в Кандалакшу, нашли «унитаз», чтобы заправиться. Ах да. «Унитазом» мы прозвали заправки «СтатОйл». Не из-за качества топлива, что вы. Просто их логотип — типа капелька нефти — сильно напомнил нам крышку унитаза, за что заправки и получили от нас такое название. А по качеству топлива — да все нормально. Я не чувствовала особой разницы, а вот Леська утверждала, что мурманский Лукойл оказался менее приятным, нежели чем «унитаз».

Покатались немного по Кандалакше в поисках карельского бальзама. Ориентирование в этом городе оказалось крайне занимательным. Мой навигатор не хотел со мной общаться, потому что он почти разрядился, а зарядка для него пала смертью храбрых вместе с зарядкой для телефона — с какого-то перепугу они решили совершить массовое самоубийство посредством развалившихся разъемов. У остальных в их телефонах и смартфонах либо на Кандалакшу вообще не было карт, либо они показывали такое, что мы почувствовали себя путешественниками, попавшими в разломы пространства.

Больше всего в Кандалакше поразило то, что отдельно стоящий дом по адресу ул.Такая-то д. 51 находился за 3 квартала непосредственно от ул.Такой-то и являлся обособленным домом среди четырех улиц с совершенно иными названиями.

Прокачав свои способности в навигации и приставанию к местным с расспросами, мы покинули Кандалакшу. Теперь нашей конечной целью стал дом.

Всей прелестью дороги мы успели насладиться по пути туда, поэтому обратно просто ехали. Уже без особых остановок и даже без прежних воодушевленных игр в «морской бой» по рации.

Еще раз поразились особенностям дорожных работ на севере. Когда мы ехали в Мурманск неделю назад, мы довольно долго ехали по ремонтируемому участку дороги, несколько десятков километров так точно. Так вот. Когда мы ехали обратно, половина этого участка была закатана в новый красивый асфальт! Скорости ремонта просто фантастические...

К ночи долетели до Гирваса, свернули с трассы, проехали через этот небольшой городок, мимо электростанции. Встали на ночевку в лесу на краю обрыва, внизу которого бултыхалась река. Полярный день закончился, но белые ночи — нет. Заснули в едва заметные сумерки.

День 10. 07.07.14. Гирвас—Подмосковье

Подъем. Завтрак. Кофе. Старт домой.

Пролетели Гирвас, выехали на трассу, тапочки в пол — погнали. Уютно умостившись то ли на 16, то ли на 17 канале, вспоминали с девчонками детство и молодость и пели друг другу в рацию песни 90-х годов. Мы умудрились вспомнить обрывки текстов не только группы «Руки Вверх», но и Булановой с Овсиенко. И, конечно, Линду. Забавный момент настал, когда чей-то мужской голос на этом же канале внезапно сообщил нам, что тоже нас слушает. Поинтересовались, не слишком ли мы мешаем. «Нет-нет! — радостно воскликнул неизвестный нам автомобилист. — Пожалуйста, продолжайте!».

Мы аж засмущались.

Сегодня в планах у нас стоял дом. Неизвестно, когда приедем, до дома еще очень далеко. Поэтому мы не загадывали и просто ехали.

На обочине увидели голосующего мотоциклиста, остановились. Оказалось, что у него закончился бензин, чуть-чуть не дотянул до заправки. Залили ему несколько литров из канистры :). В дальнейшем мы его еще пару раз встречали — то он нас обгонял, то мы его видели на стоянке-привале. Каждый раз улыбались друг другу и махали руками.

Петрозаводск. Олонец. Лодейное поле. Волхов. Питерская трасса. Катились довольно легко, несмотря на преодоленный километраж.

Пообедали в кафе «Привал» в Мясном Бору, дали себе небольшой отдых от автомобилей. Постояли в небольшой пробке в Волочке, перекидывая друг другу из Шнивы в УАЗ и из УАЗа в Шниву печеньки, конфетки и бутерброды. В Тверской области на нас свалилась ночь — самая настоящая, темная ночь! Так непривычно и дико было ее видеть и ехать сквозь нее. Выпитые за день три чашки кофе давали о себе знать — спать не хотелось. Плюс в Волочке наш экипаж в УАЗе завел интеллектуальные беседы за жизнь, вселенную и все такое, так что мы даже периодически не замечали, что началась полоса для обгона и продолжали тащиться за очередной фурой, за что получали от Шнивы нагоняй по рации и напоминания в стиле «Света, ты видишь эту полосу слева от себя? По ней можно обогнать». «Давай на следующей! — отвечала я. — Мы тут как раз за национальные проблемы разговор ведем, не до обгона сейчас, погоди!».

Ближе к часу ночи ехать все равно стало тяжело. Начало рубить. Трясла штурмана: «Дорогой штурман, срочно поговори со мной, кофе отключилось!». Добрались до Завидово, приехали на дачу к Олегу, там сделали небольшой ночной привал и снова выпили кофе.

Олег остался у себя, Саша пересел в свою мелкую Шкоду, теперь в три машины мы поехали в сторону Москвы. Глубокая ночь на дворе, но трафик как будто меньше не стал. Фуры мчали, как гонщики «Формулы-1». Было какое-то огромное количество машин с тверскими и питерскими номерами. Встретили даже парочку автомобилей с регионом «51», что тут же пробудило теплые чувства. А в три часа ночи мы встали в пробку. Да твою же китайскую дивизию. Три часа ночи. Ленинградка. Пробка в сторону Москвы.

Это всего лишь решили отремонтировать несколько мостов. Наверное, их будут ремонтировать ближайшие месяца четыре. Хотя почему так быстро? Нет-нет, они будут находиться в вечном состоянии ремонта ближайшие полгода-год. Затем их за две недели кое-как по-быстрому залатают, потому что трубы горят и вышли все сроки. И залатают так замечательно, что через полгода опять поставят на ремонт. Чтобы опять в три часа ночи на Ленинградке усталые путники встали в любимые и ненавидимые московские пробки...

«Засветло успеем!» — говорили мы друг другу в Заполярье. И всегда везде успевали засветло.

В Москву мы тоже успели засветло. К бетонке я подлетала на рассвете, а дома была в те светлые утренние часы, когда у людей начинают звонить будильники, чтобы поднять их на работу.

Гирвас — дом. Немного больше 1 100 километров за сутки в одно лицо. Я бы не сказала, что УАЗ — такая уж плохая машина.

Общие итоги

1. Топливо

В конечном итоге, по топливу у меня вышло по чекам примерно на 17-18 тыс.руб. Около 500 литров солярки. У Шнивы в разы меньше, около 14-15 тыс.руб. В Мурманской области топливо дороже, чем в Москве. В данный момент у нас солярка стоит примерно 33 руб. за литр, в Мурманске мы лились по 36 руб. С собой на Рыбачий брали полные баки и 40 литров солярки в канистрах для УАЗа, 60 литров бензина — для Шнивы. Хватило за глаза, Ниве две канистры залили, я заливала одну просто за компанию с Нивой :).

2. Трафик на Рыбачьем

Возможно, мы поехали в такой период (конец июня — начало июля), когда на Рыбачьем и Среднем еще не открывается сезон джип-триалов и суровых «внедорожных экспедиций» численностью по 10 машин в каждой такой экспедиции. Поэтому мне показалось, что трафик в тех районах был минимальным. Больше попадалось машин местных. Даже на восточной дороге Среднего почти никого не было! Зато встречали очень много мотоциклистов. Сложилось впечатление, что их было даже больше, чем владельцев четырехколесного транспорта.

Довольно интересные реакции можно было наблюдать у встречаемых нами людей. На радостях я старалась всех приветствовать. Мотоциклисты отвечали абсолютно все. Автомобилисты — половина отвечала так же радостно, но другая половина сильно удивлялась. Нет, ну а что такого, а? =)

3. Поломки, запчасти

Из поломок случилось только одно пробитое колесо на Шниве. У меня каким-то магическим образом гидромуфта стала цеплять за кожух ремня ТНВД, издавая страшный звук. Но баг этот плавающий и не требует оперативного вмешательства — просто поставлю себе галочку на ближайшее ТО. В остальном — без проблем.

Пожалуй, самыми актуальными запчастями для Рыбачьего остаются ремонтные наборы для покрышек.

Я брала с собой в дорогу масла во все возможные агрегаты, все ремни и ролики, шланги, цилиндры сцепления. Ничего не пригодилось. Хорошо, что не додумалась прихватить с собой полуоси и ШРУСы.

Однако перед поездкой я сделала УАЗу ТО, машина была внимательно осмотрена, косяки устранены. Вот это, наверное, важнее кучи запчастей, взятых с собой. Именно на ТО мы обнаружили, что я катаюсь на раскрученном кардане :). Закрутили его обратно. А так отвалился бы он у меня на Рыбачьем...

4. Суровость бездорожья

На самом деле, по части бездорожья я ожидала большего. Я ожидала бродов по лобовое стекло, всерьез опасалась за отсутствие шноркеля, думала о предстоящих паре сотен километров исключительно на полном приводе или даже пониженной передаче. Мы взяли с собой хороший рывковый трос, лом, парочку лопат и даже ручную лебедку.

По факту — я весь Средний и Рыбачий проехала на заднем приводе. Это не красивый оборот речи, это действительно так. У меня были маленькие колесики размера 31,7 дюймов, спущенная до 1,5 атмосфер грязевая резина и простенький дизель ЗМЗ-514 с мелким объемом 2,2 литра и турбиной, хватающей только на двух тысячах оборотов. Я все ждала, ждала тех приключений, где я начну громко выть раздаткой. Не дождалась. Проходимо на заднем =).

Скорее всего, мы просто не ездили по тем местам, где действительно нужны автомобильные монстры. Но факт остается фактом — мыс Немецкий достижим на заднем приводе.

Только один раз я воспользовалась пониженной передачей — чтобы на мысу Немецком подъехать попой к маяку в горочку на очень маленькой скорости, чтобы в него не впечататься. И то это было сделано для исключения излишнего насилия над сцеплением.

Второй раз я включала полный привод и пониженную уже за Териберкой на крутом каменистом склоне, где чуть-чуть поставила УАЗ на три колеса :).

В третий раз я воспользовалась полным приводом в Кузоменских песках в надежде, что зад машины начнет мотать поменьше. Не помогло, но для уверенности в песке полный решила не отключать до выезда на твердую поверхность.

Шнива так же проявила стойкость и нордический характер. Только один-единственный раз она села в диагоналке — банально не хватило клиренса. Выковыряли за десять минут ломом и поехали дальше =).

И, кстати говоря, эта Шнива — полностью стоковая.

Вывод: хорошо, что ни я, ни Шнива не стали резать капот или моторный щит и ставить водопроводную трубу с гордым названием «шноркель».

5. Финансы

Дешево и сердито!

Я ожидала колоссальных сумм, по факту вышло очень бюджетно. Топливо — около 5-6 тыс. с человека. Проживание в гостинице в Мурманске — 1 600 руб. за 2,5 суток. Еда/вода/сувениры/кафешки/женщины/блекджек — еще около 5-7 тыс. Итого сама поездка вышла дешевле, чем подготовка машины к поездке :).

6. Погода

Я считаю, нам очень повезло с погодой. Ни разу «в поле» нас не застал дождь. От Москвы до самого мыса Немецкого днем было ясно, светло, тепло и сухо. Действительно холодно бывало только ночью, закутывались в термобелье, свитера и теплые спальники (спальник туда лучше брать с температурой комфорта на ноль градусов, более летние не подойдут). Только на обратной дороге с Немецкого на нас наконец-то опустилась облачность, а все дни в Мурманске и Териберке прошли в облачности и с мелким дождем. На Терском берегу опять распогодилось :).

Конечно, несмотря на солнце, мы не зря взяли с собой теплые вещи, вплоть до пуховиков. Днем, бывало, дул сильный и холодный ветер. Ночью было холодно всегда. Повезло нам, я считаю, именно по части отсутствия дождей, пока мы были вне цивилизации.

7. УАЗ

УАЗ — нормальная машина :). УАЗ съездил, УАЗ вернулся. Теперь можно гордо рассказывать истории в стиле «а вот мой УАЗ с 514м дизелем побывал на Рыбачьем, пока вы боитесь на таком же выехать за пределы МО». Шутка с долей шутки.

На самом деле, я очень рада, что машина не подвела. По сути, это мое первое полностью автомобильное путешествие с километражом свыше 5 000 км.

Все эти километры я рулила УАЗом самостоятельно, без сменного водителя. Все окей. Тяжко было после крайнего перегона, но все-таки стоит сказать, что Хантер — и вправду не самая плохая машина.

8. В заключение.

Может показаться, что Рыбачий превратился в этакую джиперскую «попсу». Наверное, там не побывал только ленивый. Но какой бы попсой не называли это место... оно прекрасно. Наверное, не зря туда едут люди в таких количествах. Это и вправду особенная природа, особенная атмосфера и такие виды, которые запоминаются на всю жизнь. Я ехала туда за природой севера, за тундрой. Я это получила. Так что плевать мне на «попсовость» этого места. Оно прекрасно и точка. Север есть север.

Ну а самый главный элемент любой такой поездки — это компания. Посему люблю и целую остальных пятерых участников нашего мини-приключения за то, что на мой вопрос «А поехали на Рыбачий?», они ответили «А поехали!» и только потом спросили, где это вообще находится =).