Военная колея: Нарский рубеж

14.04.2015 | 45065 просмотров

В этом году празднуется 70-ти летие со дня Победы в Великой Отечественной войне, именно этому знаменательному событию мы решили посвятить серию путешествий — «Военная колея». Первое мини-путешествие «Военная колея: Нарский рубеж» успешно прошло 21.03.15. Решение посетить именно Нарский рубеж было неслучайно: отсюда наша армия начала наступления как в войне с Наполеоном, так и в Великую Отечественную войну. Оба раза он стал переломным моментом — от поражения к Победе! Мы проехали забытыми военными дорогами, посетили мемориалы воинской памяти. Участники путешествия услышали рассказ о действительных событиях, без лишних приукрас, которыми обычно изобилует СМИ.

В 20-х числах сентября 1941 года на западных границах Чеховского района Московской области стала формироваться линия обороны, которую чуть позже станут называть «Стремиловский рубеж». Можно сказать, что Стремиловский рубеж является одной из составных частей Нарского рубежа.

Осенью фашистская армия развернула бешеную активность на Волоколамском направлении. Немцы рвались к Москве. Несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, враги приближались по Волоколамскому шоссе к столице. Тогда советское командование решило провести отвлекающий маневр на Стремиловском рубеже обороны — перейти в наступление.

В то время на Стремиловском рубеже держала оборону 17-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения (Москворецкого района г. Москвы), в нее вошли в основном рабочие и служащих завода имени Владимира Ильича, кожевенного завода, фабрики Гознак, камвольно-прядильной фабрики имени М. И. Калинина и некоторых других предприятий Москворецкого района. Одним словом, рабочие с отсутствием боевого опыта и минимальной подготовкой к боевым действиям. В своём составе, перед началом боёв в Спас-Деменске, дивизия имела около 11 000 человек.

Дивизия с боями отступала по Варшавскому шоссе. Солдаты отбивали атаки немецких танков, подвергались жестокой бомбёжке. К 25-му октября 1941 года осталось в живых 1 420 человек.

Двигаемся дальше вдоль Нарского рубежа, уходим на лесную дорогу.

Погода каждый раз преподносит нам сюрпризы, и эта поездка не стала исключением. Снега и льда за последние дни значительно поубавилось, машины проваливались и отчаянно гребли.

И вот мы возле еще одного памятного места. Слева от нас Рязанский овраг — место, с которого началось отступление французов в 1812-м году.

Несмотря на взятие Москвы, наполеоновская армия страдала от недоедания и беспрерывных нападений русских армейских и самодеятельных партизанских отрядов. Солдаты пускали под нож лошадей, варили зёрна ржи, а соль добывали из пороха. Сам командующий французским авангардом Иоахим Мюрат вынужден был выпрашивать мясо к своему столу у запасливых немцев, пригнавших ещё с границы стадо крупного рогатого скота.

Среди русских генералов между тем зрел план разгрома оторванного от основных сил французского авангарда. Кутузов согласился дать бой Мюрату, что и произошло 6 октября 1812 года. Отступающих по Старой Калужской дороге французов преследовали незначительными силами во избежание больших потерь.

Рядом есть еще одно поле, на нем происходили не менее важные и героические события уже другой — Великой Отечественной войны. Здесь, на высоте 180,7 был осуществлен один из первых контрнаступательных ударов по фашистам, т.е. многие месяцы мы только отступали и оборонялись, а тут предприняли попытку вернуть захваченную территорию.

К сожалению, контрудары не давали результатов, наша армия несла большие потери как здесь, так и при попытке овладеть районом деревни Кузовлево и высотой Длинной на старой Калужской дороге, куда мы направились дальше.

Мемориал в д. Кузовлево. Справа межевой столб на старой границе Московской и Калужской губерний 1777 года.

Братская могила. В окрестных лесах продолжают работать поисковики, поднятых бойцов хоронят именно здесь.

Согласитесь, необычный мемориал: полководцы, изгнавшие французов в 1812 соседствуют с Героями Великой Отечественной. Сколько событий случилось на этом клочке земли!

Двигаемся дальше. Впереди нас жал небольшой лесной участок дороги. И снова провалившийся лед не дает заскучать — садится ведущая машина.

После извлечения приходится изрядно поломать лед, подложить несколько палок во внезапно оттаявший ручеек и двигаться строго по вешкам, чтобы не нырнуть в болото.

А потом мы поехали вниз по полю к Наре, фактически повторяя путь отхода немцев после сдачи деревни Горки. И припарковались возле мемориального комплекса в селе Тарутино.

И снова перед нами монументы сразу двух войн.

Перенесемся вновь в 1812 год: Наполеон в Кремле принимает парад своих войск и готовился награждать отличившихся, когда гонец доложил ему о поражении Мюрата. Император отдал приказ о незамедлительном выступлении армии из Москвы, начался гибельный исход французов из России. Её границу с запада на восток в июне перешли 700 тысяч человек, говорящих почти на всех европейских языках. В декабре с востока на запад проследовала всего 81 тысяча деморализованных людей.

По личной просьбе Кутузова укрепления, сделанные близ села Тарутина остались нетронутыми, и сейчас здесь можно увидеть ров, ограждавший в 1812 году артиллерийские позиции русской армии и памятник в честь русской воинской славы, открытый в 1834 году.

Вторая Мировая война не обошла стороной эти места, здесь шли ожесточенные бои, но перейти Нару фашистам так и не удалось.

Теперь напротив этого монумента есть еще один.

Вдоль берега Нары едем к последней на сегодня достопримечательности, но без приключений не обходится.

Сначала легонько присаживается Nissan Pathfinder — Максиму не хватило скорости, чтобы забраться в горку, и он оказался в жиже.

А потом по полной программе сел наш Хантер. Как так получилось? Самый правильный ответ — «по глупости».

ТАК мы машину еще не засаживали ни разу в жизни. Большое спасибо Борису за помощь, без него пришлось бы бежать за трактором!

Последний достоприм на сегодня — руины Леоновской школы.

В 1941-м году войска 17 стрелковой дивизии перед началом наступления располагались на опушке леса. От деревень Леоново и Тунаево их отделял огромное поле, как бы понижавшееся в сторону деревень. Все поле было покрыто свежевыпавшим снегом. После выхода на поле советские войска оказывались как на ладони.

Недалеко от Леоново, почти в центре поля, стояла маленькая кирпичная школа.

Красноармейцы при поддержке танков быстро продвигались к деревням.

К тому времени фашистские захватчики без боя покинули Леоново и Тунаево. Однако на подходе к школе наши бойцы напоролись на засаду. Несколько фашистов засели в подвале школы, пробили в кирпичной кладке амбразуры и били в упор из крупнокалиберных пулеметов.

Пехотинцы забросали школу противотанковыми гранатами. Но в овражке перед школой осталось лежать очень много наших солдат.

К сожалению, из-за перевеса военной техники советские войска не смогли удержать деревни, захваченные в ходе наступления, и остались на прежнем месте, понеся значительные потери.

Ценой тысяч человеческих жизней было остановлено наступление фашистов на Нарском рубеже, отсюда, зимой 1941-го года, враг под натиском советских войск начал откатываться на запад. Этот период полон драматических и трагических событий, характерных для первого года войны. В архивных документах множество всевозможных оперативных донесений, приказов, справок об успешных рейдах наших разведчиков, о результативных действиях артиллеристов, зенитчиков, о том, что бойцами проделана большая работа по укреплению линии обороны. Но не меньше и другой информации: о постигших неудачах, о тактических ошибках, о серьезных потерях среди личного состава. Мы всегда должны помнить об этом!

занимательно
Мой отзыв: Лада 2112 2007

Спасибо за историческую экскурсию! :)
Мой отзыв: Subaru Forester 2007

Прочитал. Достойная поездка !
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя

Комсомольск-на-Амуре
Особо приятно ,что это молодежь.Не забывают нашу историю.Спасибо.

ЯМАЛ
В свете последних событий неплохо было бы жителям Украины почитать статейку чтобы знали почему они ещё живут на своей Родине.

на ОТЛИЧНО !!!
ВАЗ 12;13;14;15; ММС Lancer Cedia; Mark II были
Subaru Forester 2.5л (CS) 2013 г.в. есть

Только пять!

Хорошая грязюка
Кот из дома, мыши в пляс. CR-V 2004 RD7 K24A1,Civic 2007 R18, Odyssey 1995 RA2 F22B, VW CC 2009

Ревда Свердл. обл.
Москвич 412->Honda Partner->Airwave->StepWGN Spada Z

Лучше Honda нет коня
Остальное все...

отличная поездка, с погружением в исторические факты.
замер толщины ЛКП 8-952-9IO-ЗI-ЗI

Набережные Челны
Небольшой экстрим плюс познавательность, весьма хорошее сочетание. Немцы тоже небось хлебнули российской грязи) За отчет пять!

Мое детство прошло в Москворецком районе города Москвы. Еще мальцом, от горшка два вершка, слышал сколько людей погибло в Народном ополчении с близлежащих заводов и фабрик. Прочитал про 17 дивизию Народного ополчения и СРАЗУ все вспомнил...даже те подробности, какие казалось оставил в детстве, забыл. Человек так устроен, что его память необходимо периодически ворошить, встряхивать. Вы своими делами делаете большое, нет, огромное дело - не даете памяти уйти, люди должны знать и помнить об этих подвигах вечно. СПАСИБО Вам за короткий и содержательный отчет. С удовольствием прочитаю отчеты о дальнейших Ваших походах. А около Леоновской школы целый полк считай целиком полег - в чистом поле, без артиллерии, танков и на пулеметы... Вот она цена нашей ПОБЕДЫ.
Мой отзыв: Subaru Outback 2018

Интересный и своевременный рассказ. Ко Дню Победы.

Нельзя допустить чтобы великий подвиг Советских солдат и всего народа был забыт или перевран(что сейчас происходит например на Украине, где демонстрации ветеранов ВОВ подвергаются нападкам каких то бандеровских выродков и перевирается история, а главное - неокрепшие детские умы впитывают эту ложь и со временем станут принимать ее за правду)

Я может и плохо знаю географию, но с задних рядов подсказывают, что первое контрнаступление с нашей стороны началось в ноябре под Ростовом.
А так хорошо прокатились и отчет писали не зря.

Ebaches, не помешало бы правду от самих ветеранов послушать) https://www.youtube.com/watch?v =N0teC8OP6Qw
максим
Scout66:
А так хорошо прокатились и отчет писали не зря.
я не очень хорошо знаю химию,но из истории помню,что первое контрнаступление советских войск было на западном направлении под Ельней.кажется,июль-август 41го.правильно ребята сделали что организовались своим ходом по священным местам-такой урок лучше усвоится.
Владимир32rus
Брянск
Замечательная поездка и прекрасный репортаж! Одно коробит: то что он " воизнаменование", т.е. если б не 70-ти летие не поехали бы? Подвиг нашего народа всегда помнить нужно, а не только ради великих дат. А так да, поездка отличная, и как уже писали, радует, что молодежь не забывает подвиг дедов!

Контрнаступление Жукова под Ельней, да, оно первое, но это наступление не имело стратегического значения. Мы выдавили немцев из района Ельни, потом, при наступлении на Москву, по плану "Тайфун" они этот район возьмут в первый день своего наступления. А вот пропагандисткое значение, что немцы тоже отступают, было очень большое. А затем наступила зима и пошли наши контудары под Ростовом, в результате которого цемецкая группа армий Юг потерпела поражение и откатилась вплодь до фронта по реке Миусс. Главнокомандующий ГА Юг генерал-фельдмаршал Рунштедт был снят с должности. На Севере немецкая группа армий Север потерпела поражение под Тихвином, а ее командующий генерал-фельдмаршал Лееб был уволен и больше никогда на службу не привлекался. И, наконец, 5 декабря 1941 года началось контнаступление под Москвой - группа армий Центр потерпела поражение, ее командующий генерал-фельдмаршал фон Бок был снят. Были также уволены такие звезды первой величины германского генералитета как Гудериан, Гепнер, фон Браухич. Гитлер потерял доверие к своему генеральскому корпусу, взял на себя функции главнокомандующего сухопутными войсками и стал все замыкать на себя - так начался закат хваленого немецкого вермахта. То чем они гордились больше всего - своей организацией, затрещало в первую очередь.

город на Енисее
интересно,хорошие коменты,а вот кто минусов понаставил авторам?!
кому то Победа наша не по душе??
автору 10 баллов из 10.)

Цена нашей победы-неимоверная. В Белоруссии, например, погиб каждый четвёртый. И если мы об этом будем помнить всегда, а не только к праздникам- то и наши дети и внуки не дадут украсть нашу победу .

молодцы ребята

Столица Сибири
Раньше в школу приходили ветераны и рассказывали. Теперь уж почти не кому. Своим детям надо самим рассказывать. Отрывать их от планшетов и возить в такие поездки.

Здесь, хоть, ребята с пользой грязь месили, в отличие от джиперов покорителей природы
кос154.
Вновь сгущаются тучи над Россией , вспомнил строки из поэмы Бородино : - " так постоим мы головою за Родину свою " . Организаторы и участники молодцы , так держать !
Камышлов
Хорошая поездка по местам войны я служил в этих местах встречаются знакомые названия населенных пунктов мы прокладывать кабель связи и наши ребята откопали штык четырех гранный и каску с рожками правда с одним а на месте второго была дырка.

Отличная поездка, хороший текст. Пожелание одно: фотографируйте КРУПНЕЕ, тогда фото будут более информативными и "смотрибельными". Спасибо. Ждём следующих репортажей !

Барнаул, Алтайский
Смерть фашистам!
Форик SG5 04 овощщной черный CS, Алтайский край, Барнаул

Молодцы!!!)
Хороший экскурс по полям сражений....
...70-летие Великой победы не за горами!)

Познавательное повествование,молодцы.

Прекрасный отчет! Только пять!

Жаль только ,что многие ветераны проливали кровь,не зная,что в старости будут жить в нищете...(
TLC-100

Broot:
Пенсия 5000 руб.,да как же так???????
Насколько я знаю, ветеранская пенсия от 20000р только начинается! А офицерская больше намного.
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

Broot:
Пенсия 5000 руб.,да как же так???????
5000 - это социальная пенсия, со всеми вытекающими.
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

столько грязи на колесе еще никогда не видел.
Смелый не тот, кто ничего не боится(очко играет у всех), а тот, кто умеет подавить в себе этот страх

Subarict:
Контрнаступлен ие Жукова под Ельней, да, оно первое, но это наступление не имело стратегического значения. Мы выдавили немцев из района Ельни, потом, при наступлении на Москву, по плану "Тайфун" они этот район возьмут в первый день своего наступления. А вот пропагандисткое значение, что немцы тоже отступают, было очень большое. А затем наступила зима и пошли наши контудары под Ростовом, в результате которого цемецкая группа армий Юг потерпела поражение и откатилась вплодь до фронта по реке Миусс. Главнокомандующий ГА Юг генерал-фельдмаршал Рунштедт был снят с должности. На Севере немецкая группа армий Север потерпела поражение под Тихвином, а ее командующий генерал-фельдмаршал Лееб был уволен и больше никогда на службу не привлекался. И, наконец, 5 декабря 1941 года началось контнаступление под Москвой - группа армий Центр потерпела поражение, ее командующий генерал-фельдмаршал фон Бок был снят. Были также уволены такие звезды первой величины германского генералитета как Гудериан, Гепнер, фон Браухич. Гитлер потерял доверие к своему генеральскому корпусу, взял на себя функции главнокомандующего сухопутными войсками и стал все замыкать на себя - так начался закат хваленого немецкого вермахта. То чем они гордились больше всего - своей организацией, затрещало в первую очередь.
Читаю и думаю, где видел этот текст? Вспомнил. 14,15.04.15 был в командировке в Москве В газете "Московский косомолец" была опубликована статья (название забыл) к Дню Победы. Сей комментатор даже не удосужился изложить цитату своими словами, передрал один в один.
Дружище, мысли хорошие, но не ТВОИ. Плагиаторство сродни воровству. Считай, что я тебя за руку поймал, когда ты к нам всем "в карман лез".

Персонально - Reiser!
Свой отзыв взял и набрал по памяти - извини, но очень хорошо знаю историю, уже почти как 30 лет увлекаюсь серьезно этим поприщем. Указанные статьи в МК не видел. То, что на память знаю всех командующих по обе стороны фронта, знаю ход всех основных операций - это, дружище, знания, а не плагиат. Это все равно, что сказать, что капитуляция фашисткой Германии была подписана поздно вечером 8 мая. Поэтому весь нормальный западный мир празднует День Победы 8 мая, а у нас в силу разницы во времени уже было 9 мая. То что это публикуется всюду -это плагиат или знания, изложение фактов? Поэтому не бросайтесь выражениями - никого Вы за руку не поймали, себя только подставили. А опубликовал свой отзыв я потому, что выше, если Вы внимательно читали ВСЕ отзывы, была небольшая дискуссия о очередности наших ударов в 1941 году. Вот я и уточнил этот вопрос, просто более подробно и детально изложив ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ.

Персонально - Reiser!
Какое великое изобретение интернет! Не поленился, взял, зашел на официальный сайт "Подшивка и архив газеты Московский Комсомолец", просмотрел выпуски газеты за указанные Вами даты (14 и 15 апреля 2015 года) - и ничего не нашел. Конечно, скажите Вы - плохо искал. Не удивительно, что Вы забыли название статьи, а может дата выпуска газеты другая или вообще никакой статьи нет? Но уж если, дружище, Вы бросаетесь такими серьезными обвинениями, ловите "на кармане", присваиваете себе право выступать не от себя лично, а от имени всех, будьте добры, укажите, как это принято в порядочной среде, ТОЧНУЮ ссылку на первоисточник и ОПУБЛИКУЙТЕ сравнительные цитаты чтобы ВСЕ могли сравнить и сделать необходимые выводы. Вот так поступают серьезные люди. А пока, получается, уважаемый, что Вы взяли и передернули. Что можно после этого сказать? НЕХОРОШО-С.

42-78
Сообщений: 1911
Исторические факты и воинов надо помнить! Подвиги народа живы!
На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво ее усложняем. Конфуций.
Мой отзыв: Honda Stream 2001

Ростислав Залетаев
Много лет читаю отчеты, но комментарий пишу впервые. Спешу высказать слова благодарности людям, не пожалевшим собственных сил и времени таким образом почтить память тех, кто умирал стоя, чтобы потомки не жили на коленях. 17 СД особо дорога как дивизия, защищавшая мою малую Родину в 1941-м. С 2 по 4 октября в боях у западных границ Спас-Деменского района её потери составили до 80 % л/с. И пусть дивизия уже в сентябре имела общевойсковой номер погибшей на Белостокском выступе 17 СД первого формирования, а доукомплектование штатов производилось вовсе не москвичами, в историю она вошла прежде всего как 17 Московская народного ополчения. А поскольку портал посвящен автомобильной тематике, добавлю.На Варшавском шоссе на повороте на д. Сутоки в Спас-Деменском районе Калужской области павшим бойцам дивизии установлен памятник, в простонародии - "Каска". Таким образом, не только в Московской области есть памятные знаки воинской доблести этого воинского формирования.

Персонально - Reiser!
Свой отзыв я разместил 14 апреля. Легко посмотреть и убедиться в этом. Поэтому если мифическая статья, которой в действительности я думаю в природе нет, размещена в МК за 15 апреля - тогда по Вашей извращенной логике, газета у меня скопировала статью. Врать тоже надо уметь.
Да уж, уважаемый, вот уж точно подмечено в народе - БОГ шельму метит.
Так кто кого поймал на "кармане"?

евгений
Анжеро-Судженск
Плохо что в 41 не было хантеров" паджериков... 45 тки таскать самый раз. Подумаешь как на полуторке по жиже... Это ребята ПОДВИГ. Склоняю голову. За отчёт 5.

Здорово. Молодцы!!! Нашу историю надо знать и помнить кто фашистам сломал хребет!!!

Персонально - Reiser!
Браво, срезал старого зануду. Он без ложки дёгти в автопутешествия не заходит.

Персонально - Reiser!
Да уж, уважаемый, вот уж точно подмечено в народе - БОГ шельму метит.
Так кто кого поймал на "кармане"?
Браво, срезал старого зануду, который без ложки дёгтя в автопутешествия не заходит.

Чехов МО
Для тех, кто спорит откуда началось наступление советских войск: "На высоте 180,7 был осуществлен один из первых контрнаступательных ударов по фашистам т.е. многие месяцы мы только отступали и оборонялись, а тут предприняли попытку вернуть захваченную территорию. Почему именно здесь и кому в голову пришло такое решение? Интересно, что как такового ответа на этот вопрос нет: в своих воспоминания маршал Советского Союза Г.К. Жуков пишет о том, что нанести массированные контрудары по войскам противника в ноябре 1941 -го года, требует Сталин. Тогда как сам Жуков считал контрудары нецелесообразными — не хотел расходовать последние резервы. Однако, из других источников следует, что решение о контрударах Сталин принял после совещания на котором, кроме него присутствовали члены Государственного Комитета Обороны Молотов, Маленков, Берия, руководители Генерального Штаба Шапошников, Василевский, член Военного Совета Западного фронта Булганин и Жуков, при чем последний вел себя так: «Удивило меня поведение Жукова. Он говорил резко, в повелительном тоне. Впечатление было такое, будто старший начальник здесь Жуков. И Сталин воспринимал это как должное. Иногда на лице его появлялась даже какая-то растерянность». Т.е. контрудары — инициатива Георгия Константиновича. Почему он не хотел в этом признаваться? Потому что из-за контрударов советские войска несли очень большие потери." - это цитата из моего же более развернутого отчета об этой поездке: http://xpeh13.ru/voennaya-kole ya-narskij-rubezh Конечно, о полноценной наступательной операции на Нарском рубеже речи не шло, но первые контрудары - да.

Игорь:
Фотографии нормального размера были отправлены администрации, почему опубликовали так - не знаю. Надеюсь в следующий раз все будет хорошо.

Ростислав Залетаев:
Не зря Вы написали комментарий! Мой дед Унтеров Иван Федорович родился и вырос в д. Сутоки в Спас-Деменском районе Калужской области. В прошлом году я посетила эти места. А в 41-м мой дед защищал Москву на Волоколамском направлении. Он прошел всю войну будучи артиллеристом, прожил долгую достойную жизнь - продолжил службу после войны, и он, и его сын (мой отец) были полковниками.

Почетно.

Хорошее и полезное путешествие! Отчет понравился!