На Грации от Амута до Байкала + Китай

01.04.2015 | 18755 просмотров

Никогда не увлекался эпистолярным жанром. Даже будучи студентом, бывало, забежав на почту, вписывал нужную цифру на бланке и отправлял родителям. То ли лень, то ли прагматизм. Взялся за данный опус по завершении поездки на Байкал летом 2014. До того каждое лето дикарем на Яп море. А народ из Тая и Китая приезжает и расхваливает эти жаркие страны. И я не рыжий.

Получил загранпаспорт. Думаю — куда кости кинуть? Дром стал катализатором нашего вояжа по городам и весям Сибири и ДВ. Правда, перед этим зачитывался, как люди по Европам разъезжают. Особенно зацепило повествование земляка из Владивостока, как он на древней Королле до мыса Рока докатил. Начал просчитывать маршруты и финансы.

Решено было ехать через Украину. У Ларисы родня по всей Незалежной, у меня друг в Ужгороде, был там в 89-м. Красивые места, четыреста км проехал сам за рулем «Москвича» по Карпатам. Но в связи с новыми реалиями туда теперь и на БТР не проедешь. Да ну его — этот зарубеж! Нынче в тренде патриотизм. Значит, Крым или Байкал.

Родился я в п. Витимский Иркутской области, родители в Черемхово, оной же области. В настоящее время проживаю в п.г.т. Солнечный Хабаровского края. Километрах в двадцати, в отрогах Мяо-Чана, на высоте 700 м находится озеро Амут — жемчужина нашего края. Чистотой воды и очертаниями похоже на Байкал, как на старшего брата. С муками выбора покончено: едем на родину предков.

Амут.

Осенью 2013 года «серый мул» Френдик был обменян на «лань быстроногую» Грацию. Она и стала третьим членом нашего экипажа. Монопривод, объем 2200, 99 г.в., на одометре почти 300000, но, учитывая возраст и то, что на мне начался второй ПТС, достоверность данного пробега сомнительна.

Обмен происходил по классической схеме «махнем не глядя». Батя мой в сорок пятом таким макаром махнул трофейные часы на кусок серебра. Часы в то время были вещью статусной, а этот кусок драгметалла так где-то и лежит. Мне повезло больше. Я честно рассказал обо всех достоинствах и недостатках своего басика, Эдик о своей красотке. Летом 2014 г. встретились на трассе, поделились впечатлениями о подопечных. Мне было приятно, что «мул» вел себя прилично. Ну, а Грация хлопот вообще не доставляла.

Пусть меня закидают помидорами апологеты Тойоты, авто остальных японских фирм ничем не хуже. На япах езжу с 1991 г. Основное достоинство Тойоты — их в природе больше, соответственно, с запчастями проще, особенно в дальней дороге. Поэтому выбор Грации был осознанным. Ареал обитания данной особи не только ДВ и Сибирь, даже в Австралии они есть, к тому же с правильным рулем, но нам туда не надо.

Для Ларисы главным было наличие душа или бани по трассе. Но после того как на базе встретились с Володей с Горного, который недавно вернулся из поездки в Ставрополь, последние сомнения отпали. Люди и дальше ездят, но у Володи нет ног. К педалям прикреплены тросточки. Причем не просто катается, а возит продукты из Комсомольска в Горный. Он сказал, что проблем с бытом по трассе нет. Вот пока у нас такие люди есть — идет Обама лесом со своими санкциями. Работать надо.

Володя.

После покупки все пружины под замену, передние стойки, шаровые, передние колодки и передний правый ступичный. Установка новой сиги, потехи и подогрев на 220 в. На все про все около 30000, установка бесплатно. Ценник у обеих машин был по 260 тыс. Мне бонусом досталась шиповка Иокогама, которая неплохо себя зарекомендовала на твердом снегу и когда температура не ниже 15-20. Время поездки пришлось на конец июля. К этому времени добавилось около 20000 тыс. км и кроме ТО никаких забот. Перед поездкой ТО, чуть раньше срока, с заменой жижи в автомате, промывка топливной, иридиевые свечи и новая резина. Начитавшись отзывов, и я решил попробовать летнюю китайскую резину, которая в дальнейшем показала себя вполне достойно.

У Френдика была масса достоинств — высокая посадка, огромные зеркала, 4вд и офигеть какой салон, куда, не задумываясь, закидывал все, что было надо, а порой и не надо. С этой барышней такой номер не проходит. Это ей не пойдет, это не войдет. Френда я и мыл-то достаточно редко. Серовато-стальной он только бурел, а эта блондинка требует к себе другого отношения. Зато у Грации задние сиденья раскладываются в идеально ровную поверхность, на них положил поролон толщиной 8см, сверху ватное одеяло, подушки. Откидные задние сидушки откручены и отправлены в гараж. С собой самодельная газ. плита и пятилитровый баллон с газом, вода, термос, продукты, ноутбук, фотоаппарат, инвертор, инструменты. Знал, что на Байкале бывает холодно и, конечно, забыл куртку. Закачал на флешку Дип Перпл, Слэйд и пр. тяжей. Ответ был симметричным. Лара записала что-то вроде «ялюблюсмотретьислушатьморекогдалунавапогееееее». Компромиссом стали Битлз, Пинк Флойд, Трофим, Высоцкий.

Примечание от Лары. У меня тоже забот хватало. Так далеко на авто впервые собрались. Вот и что с собой взять, к примеру? Сколько кофточек-штанишек??? Купальник или сразу куртку с шапкой-ушанкой и валенками? Шутка ли — Байкал как-никак — солидный, большой и холодный даже летом. Ну и там аптечку как сформировать. Благо есть лагерный опыт. Ну, в смысле опыт пионерских лагерей. Купальник мало занимает места — берем. Шапку-ушанку и валенки — нечего народ пугать, июль все-таки… Куртку взяла, и она пригодилась. Аптечку собрала традиционную, плюс всякие там салфетки сухие-влажные. Можно было много не набирать — во всех городах современные супер-маркеты со всем добром в каких угодно количествах, ну да ладно. Везде аптеки, на крайний случай — если чего-то не оказалось под рукой, даже на Ольхоне. И при всем при этом суперцель — сумка должна остаться небольшой, а лучше — дамской. Ладно, с дамской не получилось. Но впихнуть ВСЁ удалось в обычную средних размеров суму.

Оба любим поспать, поэтому выезжали не очень рано. До Хабаровска доехали часов за пять.

Здесь у нас первый ночлег у Ларисиной дочери — Александры. В Хабаровске бываем довольно часто. Город за последние годы сильно преобразился, действительно достоин звания столицы ДВ. Времени было достаточно, и мы пошли гулять по городу. Прошлись по ул. Муравьева-Амурского. Много красивых зданий дореволюционной эпохи. В одном из них, бывшей городской думе, Лара несколько лет работала. Улица заканчивается Комсомольской площадью, на которой стоит красивый Успенский собор. Вот такие причуды топономики.

Рядом находится краевая филармония, коллектив которой, слава трудовому законодательству, находился в заслуженном отпуске. От такого огорчения предложил зайти в краеведческий музей им. Гродекова. Лара была, конечно, не в восторге от такой перспективы, так как по роду работы приходилось посещать его довольно часто. Ну, а я был в приснопамятном 1977 году, поэтому ей пришлось составить мне компанию. В одном из залов находится выложенная рельефно карта ДВ и острова Хоккайдо.

В то далекое время мы с однокурсником Михой проходили преддипломную практику и в свободное время, которого было предостаточно, убивали его, как могли. Нелегкая понесла нас именно в этот зал и в то время, когда там были японцы. Это была моя первая встреча с иностранцами и могла надолго ею и остаться. Эти нехристи что-то там задолдонили по-своему, один из них склонился над картой и прочертил пальцем, отхватив от Курил четыре острова, лопоча «Куриры Куриры». Рядом с ними стоял здоровенный русский мужик и с недоумением смотрел на этот беспредел. Молодости свойствен максимализм, я перегнулся через карту, толкнул слегка оппонента, говорю «смотри, микадо сын» и оттяпал Хоккайдо в пользу СССР. Шуму было много, подлетела мигом сотрудница музея, толмач и еще кто-то. Ну, а мы под шумок быстренько ретировались. По приезде домой один из преподавателей сказал, что надо было отправить меня в солнечный Магадан на практику, чтобы международный скандал не затеял. Откуда он узнал? Нас было двое. Значит, один из нас стукач.

Примечание от Лары. Люблю Хабаровск. Студенткой и после провела здесь довольно большой кусок жизни. Красивый современный город со «своим лицом». Как ни странно, в огромном краеведческом музее больше всего запомнился еще в те времена один экспонат — водяная выдра. Очень хороший чучельник над ней поработал — вышла как живая. А больше всего очаровывает выражение морды — нахально-веселое, бесшабашно-задиристое. Дети всегда возле нее тормозили и смеялись. Составила Олегу компанию, показываю выдру, говорю: «Смотри, вы с ней похожи!» Имела в виду — настроение. Меня не поняли…

Напротив музея установлен памятник основателю Хабаровска капитану Дьяченко. Чуть ниже начинается парк, переходящий в очень красивую набережную. К сожалению, после наводнения 2013 г. она сильно повреждена, и придется приложить немало сил и средств, чтобы ее восстановить.

Утром следующего дня, 27.08, потихоньку, чтобы не тревожить мирно сопящую молодежь, мы выдвинулись из Хабаровска. Со стороны Тихого океана надвигались тучи, ну а мы направились в сторону его визави. Так как был выходной, и не было пробок, быстро доехали до 5000-го моста. Вид с моста на Амур достоин превосходных эпитетов, но мне некогда было рассматривать, да и еду не в первый раз. Трасса в отличном состоянии, 140-160 комфортная скорость для Грации, предназначалась она для езды по американским хайвеям, в городской толчее на этой барже не очень удобно. Незаметно доехали до поворота на Биробиджан.

Летом восьмидесятого после армии «бичевали» с другом в этих местах. Валдгейм, Найфельд, Бирафельд, Желтый Яр, Лукаши, Кульдур, где нас только черт не носил. Приходилось ввиду слабого финансирования ночевать и в стогах сена, и в клубах оставались после фильма. Олег неплохо лабал на гитаре, поэтому быстро находили консенсус с местными. Эх, были когда-то и мы рысаками. Я ехал в гости к сослуживцу Сане, с которым на Камчатке, в п. Ключи, участвовали в строительстве объектов для обслуживания полигона Кура. Того самого, куда летят плюшки с «Мономаха» и «Долгорукого». Олег ехал со мной за кампанию, но оказалось, что у него был специфический интерес к данной местности. Здесь обильно произрастает специальная трава, которая лет через пятнадцать превратила его в настоящего люмпена.

Моторная память сработала на отлично. Руки крутили баранку в нужном направлении и вывели прямо к вокзалу. Лара гладила Сивку переселенцев, ну а мне понадобилось зачем-то залезть на коняжку. Заехали в супермаркет, набрали всяких печеностей и молочностей. Молочка местная выше всяких похвал. Говорю со знанием дела — очень люблю данную продукцию. Дома есть «знакомая» корова, нравится парное, прямо из-под титьки.

Недалеко от города озеро, на берег которого выкинут ковчег, а его на Арарате ищут. Ну и мы рядом пришвартовались на ланч.

Биробиджанский ковчег.

Подкрепившись, продолжили движение «дранг нах вест». Погода портилась, штурман филонил, не развлекал командора и периодически дезертировал в спальный отсек. Поэтому знаменитую стелу «Москва—Владивосток» проскочили, не отметившись. Дорога отличная, валил на все деньги и вечером добрались до Большого Невера. Пробег около 1200.

Встал на стоянку рядом с дальнобоями. Пока Лара ходила в душ, быстро сварганил незатейливый ужин. Место хорошее, сосновый бор, вкусный воздух, насыщенный фитоницидами и ни одного комара. Первая ночевка в машине показала, что Грация комфортна не только в движении, но и в отдыхе. Конечно, определенную роль сыграло, что габариты у нас невеликие, да и шмурдюка брали немного.

Примечание от Лары. Женщины меня поймут, душ с горячей водой в дороге — дело святое. По трассе с этим проблем нет вообще — и душ, и бани, волноваться по поводу помывки не стоило.

Утром завтрак, заправка до полного, попинать по колесам и вперед. Погода наладилась, даже слишком — жара. Начинаются самые суровые и малонаселенные места. Хоть и знал про волны, спасибо форумчанам, не миновала меня участь сия. Когда поймал первую, долго вслух извинялся перед роднулькой, обещал всякие хахаряшки и кормежку от лучших брендов. В дальнейшем Грация исполняла «Амурские волны» Амурской области, под моим управлением, легко и не побоюсь этого слова — грациозно, нужно только вовремя притормозить. Заправку, прием пищи и пр. старались совмещать, чтобы не было мучительно обидно за потраченное время на обгон фур. Запаса топлива хватило до вполне современной АЗС, благополучно миновав сооружения с колонками периода развитого социализма. От нее до Чернышевска км 200. Все это расстояние проскочили махом, но на последнем спуске перед Чернышевском двигатель перестал реагировать на педаль акселератора.

Взгляд на тахометр — стрелка неподвижна. Настроение резко падает. Еду по инерции, благо скорость км 150, и понимаю, что чудеса бывают. Невдалеке виден городок, и мы докатились до окраины. До ближайших домов метров 800. Деваться некуда, иду на поиски СТО или дяди Васи. На полпути встречаю местного, он говорит, что в конце Чернышевска стоит АЗС и СТО.

Вытаскиваю трос, голосую. Остановился первый же мобиль. Ребята на 470 Лексусе с амурскими номерами. Тоже едут на Байкал. Дотащили до места. Они пошли обедать, а я искать реаниматора нашей боевой единицы. СТО не работало, за кафешкой, около которой мы остановились, шиномонтаж. Рядом с ней два гурана и один представитель славян, в добром подпитии, наблюдают, как еще один гуран лихо управляется с колесами. Вот к этому квартету я и обратился за содействием.

Сразу хочу сказать, что гураны ни разу не индейцы. Это метисы от браков между бурятками и казаками-первопроходцами. Отличительная черта характера — добродушие и упертость одновременно. Ну, типа — куплю билет и назло кондуктору пешком пойду.

Шиномонтажник оказался добрым малым, вник в суть проблемы, тут же с кем-то созвонился и даже сказал, что отбуксирует до автолекаря, только надо сгонять за «буханкой». Все четверо загрузились в Короллу и предложили мне ехать с ними. Я искренне удивился и сказал, что лучше подожду здесь. Пока они ездили, снял верхнюю крышку ГРМ, ремень целый, и это есть хорошо. Подъехала буханка и буквально через пять минут доставила нас к местному Кулибину. За работу попросили заправить 10л 92-ого.

Николай оперативно нашел причину недомогания пациентки и, пока Лара ходила за мороженым, устранил ее. Накрылся бензонасос. Не уверен — или на заправку грешить, или время пришло. Сам пять лет отработал начальником АЗС и знаю, что проверить топливо можно только на объем и наличие воды. Может быть, на первой волне стукнуло. Смотрел, на баке вмятины нет.

В магазине Лара встретила наших спасителей, они там загружались огненной водой. Пожелали нам больше не ломаться, ну и им с бодуна не болеть.

Чернышевский Кулибин.

У Николая бизнес на двоих с братом. Как говорит, на жизнь хватает. Если кому пригодится, вот его номер 9245059880. Рассчитавшись, благодарю Николая за то, что отложил текущие дела и помог транзитеру.

Возвращаемся к исходной, то бишь — кафе. Заглянул в шиномонтаж, хотел сфотографироваться с мужиками и еще раз сказать спасибо, но у них, похоже, более важные дела, чем фоткаться с проезжими. Обедаем и дальше в путь.

Отсюда, похоже, начинается Даурия, местность более низменная, много лугов, часто попадаются сосновые боры. На посту около Читы тормозят, плохо виден свет ДХО. Знаю эту проблему, буду устранять. Спрашиваю, как заехать в город. Оказывается, два заезда. Думаю, что голову ломать, поверну здесь. Не самое мудрое решение. Несколько км грунтовки и мы едем по окраине. Спрашиваю, как добраться в центр и понимаю, что это долго. Город растянутый, да и времени потеряно много. В общем, Читу проезжаем, не увидев толком ничего.

Несмотря на поломку, в этот день самый длинный перегон, около 1300 км. Этому содействовала отличная дорога и слабый трафик. Остановились у недавно построенного кафе со стоянкой. Мы приехали уже затемно и оказались последними посетителями бани. Баня выше всяких похвал. От свежесрубленных сосновых бревен так вкусно пахло, отличная парная с березовыми вениками. Вода подается из кранов, причем холодная не просто холодная, а прямо студеная и, к тому же, очень вкусная. Спали после бани, как убитые.

Пусть не смущает баннер: место очень приличное.

Утром, чтобы не затекали чресла, всегда делаю зарядку, разминаюсь пару-тройку минут стою на голове. Лара тоже решила встать и тут же завалилась, дескать, вестибулярный аппарат плохой. Я выразил подозрение, что что-то перевешивает, был подвергнут обструкции и предложено сесть на шпагат. Ну, я точно не Цискаридзе, и признал техническое поражение.

Примечание от Лары: Возмутительно!!!!! И даже не краснеет!!! Спрашивается, с чего бы это я СТОЯЛА НА ГОЛОВЕ??? Не умела никогда и не было такого вовсе. А было заключительное упражнение из дыхательной гимнастики йогов — крии, очень похожее на наше — «березку». Но как же — ради красного словца…. Ага-ага…

Вскоре въехали в Бурятию. Шурин, гуран, кстати, живший в свое время в этих местах, называл Бурмундия, ну и по аналогии всех жителей бурмундцами. Пошли степи, полупустыни, но когда выехали в долину Селенги, все преобразилось. Река и местность около нее очень живописная.

Бурятское место силы.

Фотосессия красотки на фоне У-У.

Заехали в Улан-Удэ и, конечно, сразу к Ильичу. Второй такой скульптуры у нас точно нет. Башка, одним словом. Походили по центру города. Красивый театр, скульптуры, триумфальная арка, старые здания. Город оставил хорошее впечатление, а мы едем дальше.

Некогда Улан-Удэ назывался Верхнеудинском.

Арки драматического театра.

Как жить дальше, Ильич???

Служащий отеля.

Смешение стилей.

Мать Бурятия.

Сухэ Батор.

Обедали в многочисленных позных. По сути, позы — это маленькие манты, понравился бурятский чай с молоком и чабрецом.

К вечеру добрались до Слюдянки. В ней самой и перед ней, слева и справа идет бойкая торговля омулем. Вкусная рыба в любом виде, но по мне, так сильно раскрученный бренд. Хариус повкуснее, однако. Проскочили весь поселок, кругом гостиницы, постоялые дворы, негде приткнуться на ночлег в машине. Решили ехать, пока какую-нибудь стоянку не присмотрим. Ну и влипли в пробку под Култуком. Мы, конечно не знали, что это из-за ж.д. переезда. Простояв минут двадцать, предлагаю штурману ехать назад, с противоположной стороны дороги видел единственный сворот с трассы. Разворачиваемся и едем в обратную сторону. Глаза уже слипаются, ну вот и сворот. Довольный, что скоро отдых, кручу баранку, как я думал, к месту нашего отдыха. Лара кричит «тормози» и показывает рукой на табличку на столбе. Кладбище. Рановато нам, столько запланировано.

Спать уже не очень хочется, а жить наоборот. Едем в сторону Слюдянки, и недалеко от нее замечаю смотровую площадку. Там может не более 3-4 машин уместиться, а сейчас ни одной. А чего ночью смотреть, спать надо.

Утром убеждаемся, что сделали правильное решение, вернувшись на это место. Отличный вид на Байкал с беседки, где мы расположились на трапезу, добавляет приятных эмоций. Жизнь хороша.

Примечание от Лары. Некогда, в далеком школьном еще советском детстве каждые два года всей семьей ездили на запад — к родне. Родитель считал, что посмотреть страну из окна скорого поезда — совсем даже неплохо, напротив — очень интересно. Мы (я и мои старшие сестра и брат) были очень горды перед своими друзьями, подобные путешествия в таком возрасте равноценны увлекательному затянувшемуся приключению. Впечатления от Байкала память сохранила на удивление четко. И вот снова «свидание» с этим чудом нашей страны. Немного волновалась — а вдруг все совсем не так, как виделось в детстве под стук колес? Зря переживала!!! Ни величия своего, ни красоты Байкал за эти годы не растерял — и у взрослого дух захватывает.

Култукский перевал, конечно, впечатлил. Представляю, каково дальнобоям с их фурами в гололед. Хоть и люблю быструю езду, наступил на горло собственной песне и полз за груженой фурой, пока не было разрыва сплошной. Меня лихо обгоняли даже пустые дальнобои, но я решил не рисковать. Кто знает, сколько тут фоторегистратов понатыкано.

К обеду заехали в Иркутск. По указателям заезжаем прямо в центр. Бросаем машину и идем знакомиться с городом. Много зданий, построенных еще при царе Горохе, по пояс вросшие в землю. От старинной Крестовоздвиженской церкви переходим улицу и осматриваем скульптуру гибрида бобра и тигра — бабра, изображенного на гербе Иркутска.

Памятник русскому императору Александру III. Ходил с рогатиной на медведя.

Крестовоздвиженская церковь.

В объятьях Бабра.

Александр Григорьевич — интересный человек.

На Иркутском Арбате.

Крыльцо купеческого дома.

Попался, который кусался!

Иркутская недвижимость.

Пока делились впечатлениями от этого чуда-юда, подошел шустрый такой дедок и давай наводящие вопросы накидывать: «Откуда? Чем интересуетесь?». Ну, думаю, гид от какой-нибудь фирмы. Не по душе мне этот навязчивый сервис, но дед просто обратил на нас внимание, как на людей, интересующихся его городом. Оказался на редкость приятным собеседником и патриотом своего края. Будучи членом комиссии по строительству АЭС на оз. Эворон, в конце восьмидесятых бывал в наших краях. Озеро находится на территории нашего района, так что не исключено, что могли встретиться с ним и в Солнечном. А что — мир тесен.

Кое-что рассказал об истории Иркутска, о бабре. Причем, его интерпретация отличается от официальной. Участвовал он и в качестве консультанта в строительстве исторического квартала, расположенного рядом. Тепло попрощавшись, мы туда и направили наши стопы.

Здания не полностью аналогичны прежним постройкам, как говорил Александр Григорьевич, процентов на 60. На нижних этажах кафе, магазины. Зашли на какое-то подворье, стали гадать, что бы могло быть на первом этаже этого солидного здания. Стоим, спорим, решили заглянуть в окно. Тут слышим — «можно зайти, посмотреть». Оглядываемся, подходят две женщины, открывают замок и приглашают пройти внутрь.

Оказалось, здесь располагается творческая мастерская. Лара попала в свою тарелку, завела специальный разговор, ну а я принялся рассматривать народное творчество. Купили каких-то свистулек и пошли дальше.

Примечание от Лары. Удивительно — уехали за тридевять земель от «своего» и «своих», а попали в родную атмосферу!!! Очень сильно подозреваю, что это только в нашей России так. Люди встречались в основном очень гостеприимные и доброжелательные, открытые и общительные. А что касается свистулек, то да — люблю. Я там свистульку приглядела в виде байкальской нерпочки. Говорят, что такие нерпы только на Байкале водятся, очень хотелось на них посмотреть — мечта, понимаешь ли; а тут такой символ…

Зашли в филиал краеведческого музея. Узнав, что мы с Хабаровского края, сотрудница музея спросила, знаем ли мы, что Муравьев-Амурский был прежде всего их губернатором. На что я резонно возразил, обратив внимание на вторую фамилию графа. Да и памятник у нас побольше. Такой вот местечковый патриотизм.

Памятник графу Муравьеву-Амурскому в Хабаровске.

Благодаря таким людям, как Муравьев-Амурский и его сподвижники, мы и живем на земле дальневосточной. Глядя на карту ДВ, всегда удивлялся, какой тоненькой полоской суши протягивается наша территория вдоль границы Китая, доходя до корейского полуострова, не давая Китаю выхода к морю. Во время подписания Айгунского договора было потрачено немало сил и средств, чтобы проложить границу именно так. Много китайских мандаринов попали в опалу и лишились своих постов, но мздоимство неистребимо и в наши дни..

В начале нулевых попалась статья в одном журнале про демаркацию границы с нашим южным соседом. С легкой руки министра американских дел Козырева со товарищи, было дано добро на демаркацию границы в районе реки Туманная, на самом юге Приморья. Не помню точно, каким образом мы выкрутились из этой ситуации, но шли на многие уступки китайцам. В частности, сколько ни шумели по поводу островов напротив Хабаровска, а отдали, лишь бы про Туманган не вспоминали.

Дело в том, что если бы китайцы получили доступ к морю в этом районе, всем портам России на ДВ пришла бы амба. В настоящее время именно в этом месте, в Зарубино, будет строиться большой порт. Обслуживать он будет китайских грузоперевозчиков и не только. Ну, а мы, как страна транзитер, будем иметь немалые дивиденды. Особенно это актуально в связи с развитием СМП и строительством второй ветки БАМа.

Так вот наши великие предки подумали о своем будущем поколении. И нам бы не профукать страну. А то много деятелей находится последнее время — зачем нам Курилы, зачем Крым. Недавно имел неудовольствие дискутировать с одним из представителей поколения некст. В голове вакуум, как в космосе, а туда-же, во всем Путин виноват. Спросил у него про Переяславскую Раду, каким образом она связана с передачей Крыма одним лысым деятелем, из-за которого спор и вышел, дескать, а зачем Крым нам нужен. Человеку за тридцать, ни истории не знает, ни географии, главное — айфон-5 да прикид модный чтобы были.

Нам любезно предоставили в качестве гида молодого сотрудника. Он провел с нами обзорную экскурсию по музею, в последнем зале мне предложили облачиться в доспехи времен Ермака.

Мне бы шашку и коня!

После музея мы направились к основной цели нашего вояжа — о.Ольхон.

Вам Куда? — Нам не туда…

Часам к 7 подъехали к переправе. Как и ожидали, очередь на паром чуть ли не километр. Штурман пошел на разведку к переправе, а я стал знакомиться с товарищами по несчастью. Потому как ждать и догонять занятие не из самых приятных. Перед нами стояли ребята из Омска. С собой у них двое детей, один совсем малыш, но говорят, что ездят постоянно вместе. Так далеко в первый раз, но думаю, не последний. Дорога затягивает.

Мы где-то в середине.

Очередь движется в час по чайной ложке, поэтому идем с Ларой купаться. Для этого надо спуститься с насыпи метров сто. Вода очень теплая, так как в этом месте достаточно мелко. Странно, но кроме нас и нескольких пацанов за все время больше никто не лез в воду, несмотря на жаркую погоду. Несколько раз проводили данную процедуру утехи плоти, заодно и время убивали. Достал ноутбук, просмотрели пару фильмов, погоняли в игрушки, что-то на организм кинули и незаметно подошла наша очередь на паром.

Примечание от Лары. Пока Олег там на солнцепеке жарится среди таких же ожидающих счастливого мгновения переправы, иду осмотреть окрестности, спускаюсь к самой воде — теплая. К слову сказать, больше такой теплой воды не было ни на одном берегу Ольхона, далее только леденющая, женщинам лучше даже ноги не мочить — только любоваться!!! Глядь — ребятишки местные кого-то у воды оживленно так то ли промышляют, то ли так просто разглядывают. Заглядываю поверх голов, ничего не вижу, спрашиваю — а что это здесь? «Да вот же!!!» — показывают на крошечных таких сереньких лягушечек. Оказывается, это не лягушечки, а вовсе даже самые настоящие жабы — Байкальские. Только на Байкале и встречаются. Ждали очереди на паром долго, все вокруг успели обойти-посмотреть. Наткнулись и на щит информационный про этих самых жаб, прониклись — ни одну в карман не положили и с собой не увезли — редкий вид…

Это был последний паром и на остров попали около часа ночи. Куда ехать — непонятно, машины съезжающие движутся вперед по дороге. Мы за ними. Дорога превращается в стиральную доску. Жалко машинку и пора спать. Останавливаюсь на первом же удобном месте на ночлег.

С утра продолжили движение по единственной дороге, ведущей к столице Ольхона п. Хужир. Ехать по этому автобану в кавычках, то еще испытание. Обратил внимание, что параллельно с обеих сторон прямо по степи накатаны самопальные дороги. Съехал на одну из них, и дела пошли веселее.

Через полчаса уже были в Хужире. И в самом поселке, и вокруг много коттеджей на любой кошелек. Но мы-то принадлежим к славному племени дикарей, нам поближе к матушке природе. Поэтому проезжаем поселок и за коттеджами среди сосен видим вигвамы соплеменников. Нам туда.

Ловители Ольхонских снов.

Остановились в метрах двухстах от Байкала. Дальше проехать можно только на джипах, так как начинается песок до самого берега. От них остаются колеи, по которым регулярно пытаются проехать вновь приезжающие и также регулярно засаживающие свои пузотерки по самые автомобильные помидоры. Это стабильный заработок для местных на их всепроходимых буханках. Такса 500 рублей. Но я-то читал на дроме про эти барханы и избег сей участи.

Соседями оказались трое парней лет двадцати пяти. Было их пятнадцать человек, остальные уехали прямо перед нами, и мы благополучно встали на их место. Ездят они на это место уже несколько лет подряд. Похоже, это перейдет у них в традицию.

Познакомились — Рома, актер, служит в Иркутском драмтеатре; Саня, юрист, имени третьего я, к сожалению, не запомнил. Мои извинения. Ромка почти все время находился на таборе, а эти два архаровца днем постоянно отсыпались, а вечером сваливали в ночное.

Как приехали, Саня сразу спросил у меня, не с дочкой ли. Ну ладно, я три дня не брился, но не настолько же. Наказал своей скво, чтобы соблюдала дресс-код — короткое не носить, боевой раскраской не пользоваться. Иначе мне придется ее удочерить, на что она ответила, что тогда меня уматерит.

Пообедав, со свежими силами идем на берег. По песку то еще удовольствие. Вышли на пляж, много народа, жара, но никто не купается. Попробовал воду, стало понятно, откровенно холодная. Ну, да я ведь северного исполнения, нырнул с разбега, немного проплыл и на берег, отогреваться. На пляже различные аттракционы, имеется баня на колесах, очень актуально, учитывая температуру воды.

Прошлись по пляжу и дальше по берегу, добрались до символа Байкала, скалы Шаманки. Пока я штурмовал Шаманку, Лара обследовала окрестности и нашла кем-то оброненный топор. Топор оказался весьма кстати, ножовку я взял, а про топор забыл.

Шаманка.

Ромка сказал, что находка топора — хорошая примета. Когда в старое время сгорал дом, то чуть ли не единственное, что сохранялось, был топор, с помощью которого заново отстраивались. А еще из него можно кашу сварить.

За ужином пацаны предложили по сто грамм медицинского и пойти на спектакль. Сначала удивился данному сочетанию, не дискотека же, но посетив это мероприятие в шортах и без сугреву, осознал — опыт не пропьешь. Спектакль проходил на открытом воздухе и, несмотря на дневную жару, вечером достаточно прохладно.

Театр под Байкальским небом.

Оказалось, что на Ольхоне проводятся смотр-конкурсы театральной самодеятельности городов Сибири. Сходили не зря, понравилось, да и внесло разнообразие в нашу кочевую жизнь.

На следующий день запланировали взять квадрик и сгонять в соседний поселок — Харанцы. Но там, где хотели взять, уже все были разобраны, а там, где были в наличии, за ту таксу, которую они озвучили, пусть на них любуются.

Но ничего, имеются альтернативные средства передвижения, более демократичные. Велосипед — попа едет, ноги нет. В наличии практически везде. Выбрали в самом близком от нашего табора.

В залог попросили оставить паспорт, барышня сильно удивилась, что документы, оказывается, нельзя ни брать, ни тем более отдавать. Все оставляют, а этот заерепенился. Согласилась на ноутбук, и мы благополучно выдвинулись на новом транспорте в поисках новых приключений на одно место. После возвращения оно себя ощущало не очень комфортно.

Конь педальный.

Сначала дорога была достаточно укатанной, потом пошел песок, колеса завязали, и мы менялись местами с великом — кто кого везет. До Харанцов км 10, пока доехали — запарился. Сразу на пляж, скинул обувь, футболку и с разгону в воду. Как будто в кипяток нырнул, так ошпарило. По сравнению с Хужиром вода намного холоднее. Следом ехала молодая пара, и парень тоже сиганул следом за мной.

Выныриваю — он уже на берегу, смотрит в трусы и кричит, что стал ангелом. Девушка смутилась, я его успокоил, что причиндалы греются в районе печени, техника безопасности предусмотрена природой.

Вылез, присел на причал, слышу: «Давай знакомиться, меня Данилой зовут».

Данила харанцовский.

Оборачиваюсь, стоит такой боровичок, метр с кепкой. Протягиваю руку: «Олег. Ты местный?» «Да. Здесь я с папой. А там в поселке у меня братья двоюродные — Никита, Пашка и Ваня». Короче, намекнул сразу, кто главный на этой поляне. Про девчонок ни слова. Да и че про них говорить? Они все плаксы и задаваки. Попросил разрешения сфотографировать его. Согласился без особого энтузиазма. И на том спасибо. Еще немного пообщались и пора ехать. Только поднялись на пригорок, слышу, кто-то меня зовет. Смотрю, бежит Данила, кричит: «Приезжай завтра!» Пообещал, что если планы не изменятся, обязательно. Видно, сошлись мы характерами.

Примечание от Лары. Вот же ведь дернуло меня уговорить Олега взять в прокат велики!!! Сама и виновата. Девчонки, не повторяйте моего промаха!!! Крутить педали по песку сомнительное удовольствие. Чаще «коня» приходилось тащить, а не ехать на нем. Настаивать надо было на квадроцикле — романтики гораздо больше. Но что сделано, то сделано — ни за что не пожалуюсь, лучше умру прямо под какой-нибудь сосной… Так что пыхчу изо всех сил. Навстречу время от времени попадаются такие же вот велосипедисты, и все — с очень довольными лицами…. А сосны здесь — закачаешься, есть такие, что и вдвоем не обхватить. Еще очень большое достоинство местности для привыкших к северу — разгар лета, а ночи прохладные и ни одного летающего кровопийцы!!! Класс!!!

Сдали спортинвентарь, забрали ноут и в местном супермаркете взяли путевки на тур до мыса Хобой на следующий день.

Уставшие и довольные возвращаемся на табор. Нашего полку прибыло, приехали Ромкины родители Володя и Люба. Знакомимся и распределяем, кому чем заняться. Мы едем за дровами, немного проезжаем по дороге в сторону Харанцев, сворачиваю в лес и ощущение дежавю. Опять свернул на кладбище. До него достаточно далеко, набираем полный багажник сосновых веток и вечер проходит за неспешными разговорами у костра, с необильными возлияниями.

Когда ехали, решили, что не будем подводить часы. Так и жили по Хабаровскому, и это сыграло с нами злую шутку. Вместо того чтобы, как все добрые люди, прибыть на место сбора на экскурсию в 11, мы приперлись в 9, и еще права качали, что это за порядки такие гостей не уважать. В конце концов, все устаканилось, признали свое раздолбайство, и вот мы уже караваном буханок движемся к намеченной цели.

Здесь прямо заповедник буханок. Очень редко попадаются Делики и Хайсы. На одном из привалов спросил нашего водителя, почему не Делику взял, на что он мне резонно ответил — до Японии далековато, запчасти гораздо дороже, чем у нас.

Буханки на привале.

В нашем караване было штук восемь буханок. В одной из них ехали туристы из Франции, они были в полном восторге от этого пепелаца. Надо отдать должное, ехать было вполне комфортно, база длинная, да и пригружен.

Примечание от Лары. «Буханки-буханки»… Первый раз такое слышу. Ну, квадратненькие. Ну да, потешные немного на вид. А наша так вообще — впереди всего каравана и с «кенгурятником» на морде — немного непривычное сочетание. Зато везде едет и педалями как давеча крутить не надо. Ой, как это меня устраивает!!! Похоже, прочие экскурсанты того же мнения, но уточнять не стала.

Огневушка — наш экскурсовод.

Байкальский сфинкс

Белеет парус одинокий.

На одной из остановок не удержался и полез на скалы, отрочество прошло в горах, руки-ноги помнят, как цепляться-упираться. Дурной пример заразителен, следом за мной еще один парень полез, остальная группа благоразумно наслаждалась просто обалденными скалами, отвесно уходящими прямо в Байкал. С самой скалы смотреть вообще круть. С опаской, чуть ли не ползком, приближаюсь к самому краю. Думаю, метров 60-70 — не меньше. Хапнув адреналина, начинаю спуск, это посложнее, чем подъем, царапаю до крови руку.

Примечание от Лары. Боже, какой кошмар!!! Скалы высоченные, отвесные. Глядеть на карабкающегося по ним уже испытание — голова кружится по-настоящему. И не у меня одной. Какая-то дама не выдержала, кричит: «Мужчина! Перестаньте лазить по скале!!!». Понятно, что ее никто не слышит. Она же продолжает, добавив металла в голос: «Женщины!!! Чей это мужчина? Скажите, чтобы он прекратил!!!». Ага, как же, щас — признаюсь — еще и мне влетит!!! А ведь это не я там с камня на камень перепрыгиваю! А запрещать там чего-то — мысль, мягко говоря, наивная. Делаю вид, что просто так тут гуляю, никого не знаю…. Кровь после остановили, но рана еще какое-то время затягивалась.

Хобой.

Проходящий француз что-то сказал, показывая на мою руку. Ну, я возьми да и скажи: «Наполеона вашего воевал». Подлез он под раненую руку, этот галл. Похоже, обидел ни за что, ни про что. Думаю, мириться надо, а то и так с полмира в контрах.

Мимо проходила женщина, одетая, как гаврош. Точно не наша. Они со своей эмансипацией офигели, вообще, похоже, на противоположный пол им начхать. Думаю, с какого боку подъехать к этой мадам, чтобы объясниться с тем французом. А в башке крутится одна фраза — «мадам, живаньсе па си жюр». Понимаю, что-то не то. Говорю: «Шарше ля фам», она засмеялась и спрашивает: «Шютка?». Оказывается, слабо, но говорит по-русски. Не успел объяснить причину моего знакомства, надо было рассаживаться по машинам.

Примечание от Лары. Однако какая толпа разношерстная собралась!!! Можно смело сказать — интернациональная. И вот надо же — без недоразумения не обошлось. Олег, ясное дело, пошутил. Но это французам непонятно. Тот самый, «наш» француз худой такой, высокий и поджарый. Но с гордо поднятым подбородком, хотя и видно, что впечатляет его Байкал. А тут фразу про Наполеона услыхал, как-то ссутулился весь, забормотал, побежал вперед быстро-быстро. Жалко мне его стало — к слову сказать, он-то нас не воюет, а очень даже порядочный турист. Местные достопримечательности вот осматривает, ведет себя толерантно, а тут, можно сказать под дых… Олег-Олег….. Помириться бы надо, загладить, так сказать…

Прибыли на мыс Хобой, здесь обед, который готовят водители, каждый для своего экипажа. А для нас экскурсия, по краю скал натоптана тропа. Описывать словами бесполезно, надо увидеть всю эту красоту собственными глазами. Байкал здесь разделяют на Малое и Большое море. Причем море без всяких натяжек, вода до горизонта, а глубина недалеко от мыса — 1637м.

Во время обеда и произошло урегулирование нашего международного конфликта.

Славянин с галлами.

Нашим группам не хватило места в беседках, и мы расположились прямо на траве. Я попросил Валери сфотографировать меня с тем французом. Оказалось, у него русские корни, зовут Володя, но по-нашему ни бельмеса. Вся их группа с Лиможе. Это в Нормандии. Лара обменялась со старшей группы эл. адресами. Дома Эвелин (так ее зовут) преподает русский язык, на вопрос много ли у нее учеников, ответила, что нет. В приоритете китайский. Нам подарили набор открыток с видами этого старинного города, у нас, к сожалению, ничего с собой не было.

Примечание от Лары. На открытках написано Limoges. Эвелин так напевно и с любовью произносила название «Лиможе» (не склоняется), что захотелось на свою родину — в Комсомольск. А что — всяк кулик свое болото, как говорится…

На обед подали очень вкусную уху из свежего омуля и чай с чабрецом. От предложенной добавки я не отказался, все же столько лет в интернате и общагах приучили, что то, что можно съесть сегодня, не стоит оставлять на завтра. Лара отказалась и была неправа.

Далее последний пункт нашей экспедиции — Узуры. Здесь расположен небольшой рыбацкий порт. Пока я купался, Лара решила покататься на лошади, местные ковбои предлагают такую услугу. К сожалению, очередь большая, а из нашего экипажа больше не было желающих, и мы подчинились воле большинства ехать домой.

Прибыв на табор, убедился насколько я был прав по поводу поесть впрок. Володя с Любой приготовили большую кастрюлю гречневой каши с тушенкой, оставили ее на столе настаиваться и пошли кататься на лодке.

На острове очень мало травы, да и та чахлая. Но коровы присутствуют. Вроде завозят их весной, а зимой забивают из-за сложности доставки корма. Такую версию озвучила местная девушка, когда мы попечалились на бардак, учиненный этими злодейками у соседей в первый день нашего приезда. Володе я забыл рассказать про этих воровок, в результате эти тушенки съели нашу тушенку. Коровы каннибалы.

Корова в арьергарде заметает следы.

Примечание от Лары. Когда в первый день коровы ограбили нас, мы почувствовали некий напряг: «А вот мы вас щас!». Сама утром (часов в 8) наблюдала, как эти партизанки проникали в лагерь, пока все еще спали — на цыпочках копыт мелкой и спорой трусцой торопились проверить плохо убранные пожитки. Нельзя не отметить четкость расстановки в группе и отточенность действий. Заметив, что за ними наблюдают, тут же перешли на степенный шаг и поплыли важными крейсерами…. Позже, когда мы узнали об их незавидной участи — прониклись сочувствием, об уворованном ужине никто особо не скорбел, но и буренкам местным мы не завидовали…

Пришлось готовить заново, за ужином весело вспоминали этих коров цыганок. Володя утром собирался уезжать домой в Ангарск. Узнав, что мы собираемся посетить их город, велел по приезде позвонить ему. Они живут совсем рядом с музеем часов, ради которого мы туда и собирались.

Очень неожиданные иногда получались кадры — просто попадали в объектив:

Мы знаем, где прячут полосатого слона…..

Минипикап на Хужире.

Вьючный велосипед.

Девочка в мешке. Платье от кутюр.

Ангарцы.

Метрах в пятистах от нас приготовили декорации. Давали «Антигону», вход бесплатный со всех сторон. Светильники на треножниках на фоне темного неба смотрелись очень эффектно, девушки в белых туниках с масками тоже. Но само действо не очень. Слишком пафосно. Поэтому мы потихоньку удалились, осталась одна Люба, завзятая театралка.

Антигона.

Соседи наши уехали часов в шесть утра, забрав с собой пацанов. Я на такой подвиг не способен, если встану в такую рань, неделю потом собой горжусь. Один раз выехали в 5 утра, в 10 были в Хабаровске, пообедали у Сашек и тут же, сидя на диване, часа два проспали. На кой фиг подскакивали так рано?

Убрав остатки мусора, после завтрака следом и мы выдвинулись. Чувство легкого сожаления присутствовало, здесь, и правда, какая-то энергетика положительная, но труба зовет.

Очередь на паром еще больше, убиваем время по отработанной схеме, и вот мы уже идем на материк. Именно идем, я все же в морском стройбате служил, знаю, что плавает.

На пароме.

На материк!

Следующий пункт нашего вояжа — Листвянка. Прибываем туда уже ночью. Красивая освещенная набережная узкой лентой тянется между Байкалом и крутым склоном. В конце упираемся в платную стоянку, дальше проезда нет. Разворачиваюсь и по наитию сворачиваю в первый же заезд. Повезло, кладбища не видно. Дорога поднимается по сопке все выше, находим отличную полянку, где мы и пришвартовались. Утро показало, что чуйка не подвела. Место знатное. Вдоль всей дороги тянутся, один красивее другого, коттеджи «новых иркутских».

Ночлег на лужайке.

Сиротская избушка с крылечком а-ля рюсс.

Листвянский Бродвей.

После завтрака основная цель прибытия — нерпинтарий. Сам аттракцион проходит в небольшом бассейне, огороженном от посетителей невысоким барьером. Примой является самец Тито, самочка Лара как бы на вторых ролях. Женщины были в восторге от информации, что с возрастом у самцов появляются морщины, а у самок нет. Феминизм, однако. После различных трюков, в завершение программы Тито исполняет коронный номер — рисует картину. Устраивается аукцион, на котором ваш покорный слуга делает максимальную ставку и становится счастливым обладателем сего творения.

Примечание от Лары. Листвянка создана для туристов. А уж не побывать на представлении нерпочек, находясь здесь, — верх легкомыслия. Мне пришлось немного похлюздить — видите ли, серьезные мужчины на всякие там муси-пуси, типа байкальских нерп не очень-то жаждут смотреть вообще. И вот Олег сдался, МЕЧТА СБЫВАЕТСЯ — УРА!!! Красавица нерпочка Лара вовсе не на вторых ролях, а на ролях любимой женщины — она наблюдает практически с трона (из обруча на воде), какой ее Тито молодчина — и в круг запрыгнуть, и трюки там разные, и букет достать и поцелуй нежный подарить. Ах, какой мужчина!!! А мордочка у нее и впрямь — гладенькая, без морщинок; парнишка-дрессировщик сказал, что с возрастом не поменяется. Вот бы человеческим женщинам так!!! Представление яркое, дети, да и взрослые, в восторге.

В самом помещении, к сожалению, нельзя фотографировать и, пока выписывают сертификат, беседуем с дрессировщиком. Признается, что сильно устает с подопечными, но другой работы для себя не представляет.

Картина Тито «Байкальский калейдоскоп».

Рядом находится рынок, на котором приобретаю для Нюши и Саши медальоны из синего агата, а Ларе кольцо из авантюрина. Программа минимум выполнена, и с чувством исполненного долга выезжаем в Ангарск.

Конечно, нужно было заехать в Тальцы, но забыл про них. Надо записывать заранее, в голове все не укладывается. В Иркутск заезжали через деревню со странным названием Пивовариха. Живут в этой Пивоварихе, похоже, сплошь сироты — шикарные коттеджи среди сосен, красивая церковь-новодел, отличная дорога. Растет благосостояние российских граждан.

Когда заезжали в Иркутск, обратили внимание на просто величественный собор. Нашли место для стоянки чуть не в километре от него, но не пожалели потраченного времени. Красиво как внутри собора, так и на территории.

По пути к машине привлек внимание мотоцикл «Урал». Куча канистр, запасных колес, да и сам мотоцикл какой-то навороченный. Решил расспросить, пацаном не один моцик угробил, что-то есть в этих конях железных притягательное.

Примечание от Лары. Вот это да!!! Это ж надо же ТАКОЕ в наших глубинках встретить!!! Олег там чего-то с путешественником на ломанном и на жестах изъясняется, похоже — очень друг другом довольны. Я же — ни гу-гу — не вмешиваюсь; фоткаю, удивляюсь про себя и просто глазею — есть на что посмотреть.

Хозяином оказался Питер, он швейцарец. Неплохо говорит по-русски, ездил в Монголию, теперь до Красноярска своим ходом, дальше самолетом. С гордостью рассказывал про свой «Урал», что имеется электростартер, усиленная подвеска и пр. Приятно было услышать, что техника ему нравится, брал дома, в Цюрихе. Пожелали доброго пути и попрощались.

Через час мы уже в Ангарске, здесь нас встречают Володя и Люба. Сразу идем в музей часов, расположенный в центре города. Здание музея достаточно большое, на первом этаже большая экспозиция кукол различных народов, на втором собственно часы от 18-го века до самых современных. Лара пишет в книге отзывов о наших впечатлениях, благодарим сотрудников и идем в гости к ангарчанам.

Экспонат музея часов .

Тот самый КВН  .

Володя с Любой.

Опята — классный закусон.

Пока девчонки гоношат на кухне, Володя показывает мне журнал «Дом №5» за 2013 г., в котором он опубликовал статью, как из двух сорокафутовых контейнеров сделать отличную дачу. Руки у мужика из нужного места растут. Ромка с друзьями в это время колбасил на этой даче, а потом со своей девчонкой автостопом в Красноярск.

Володя предложил замутить шашлык, но я понимал, что это дело серьезное, придется остаться ночевать, а нас время поджимало. После обеда провожают нас, в дорогу подарок от земли иркутской — маринованные опята. Если Ромка будет в наших краях на гастролях, обязательно придем.

Примечание от Лары. От Ангарска осталось теплое впечатление — уютный и камерный городок. В таком очень приятно жить. И люди, наверное, здесь все такие, как Володя и Люба — очень гостеприимные, а жить умеют «с интересом» и детей так же растят. На стене у хозяев, среди домашних экспонатов сидушка от стула со всякими каракулями из студенческой общаги прикручена — Ромка еще будучи студентом привез и повесил. Люба для проформы повозмущалась, но не очень настойчиво: экспонат к месту пришелся, удачно вписался в общий вид.

Всю жизнь провел в горной местности, поэтому езда по равнине скучна, пилишь и пилишь. Другое дело — Култукский перевал, в ясную солнечную погоду с удовольствием закладываешь виражи на его серпантинах. Красивые, постоянно меняющиеся пейзажи. На одном из ровных участков навстречу машине бежит мужик, машет руками, рядом машина с поднятым капотом.

Немного сбросив скорость, присмотрелся к бегущему, знакомый профиль «иностранца». Увеличиваю скорость — давай, до свиданья. Лара с удивлением смотрит на меня, всегда останавливаюсь, этот вообще несся, как будто брата двоюродного встретил. Объяснил, что это развод на бабки — «сами мы не местные, бензин закончился, помогите, чем можете, есть золото — отдам даром». Я не националист, но ни одного представителя данного народа не знаю, кто бы работал сварщиком, строителем. Зато все торчки в любом городе знают, где можно взять. Дела видно идут неплохо, лохов хватает, который год про них читаю.

Примечание от Лары. М-м-мда…..!!!! С ума сойти!!! Такой спектакль на дороге и только для нас двоих... И про себя отмечаю, будь я за рулем, точно бы остановила машину — «Ой, а чё у вас случилось, бедненькие???», прониклась бы ситуацией и… дала бы себя облапошить. Молодец Олег! Все-таки у мужчин реакция посолидней…

Вечером стал накрапывать дождь, быстро стемнело, а ни одной кафешки со стоянкой не попадалось. Остановились на ночлег на площадке рядом с огромными четырехосными «Сканиями», отсыпающими дорогу.

К обеду следующего дня подъезжаем к Улан-Удэ, где меня, как родного приняли местные гайцы. Оказалось, промухал знак 30, превысил ровно вдвое. Ну что ж, и на старика бывает проруха. Расспросил, как добраться до Иволгинского дацана, получил протокол за свои прегрешения и был отпущен с миром.

Заехав в Иволгинское, фотографируем какую-то мантру, выложенную на сопке и едем дальше. По моим представлениям должен быть какой-нибудь указатель, где этот дацан расположен. У бурят, видимо, другие представления — кому надо, тот найдет. Поэтому мы благополучно шпарим по дороге дальше. Км через тридцать возникают смутные сомнения в правильности нашего маршрута. На ближайшей заправке они подтвердились, еще немного и мы бы доехали до Кяхты. Оказывается, дорога на дацан, как раз напротив той мантры. Ну, ничего, язык до дацана все равно довел.

По площади монастырь достаточно большой, целый комплекс храмов, ступы, учебный корпус, жилье для монахов и семинаристов буддийских и много чего еще. Можно заказать экскурсовода из монахов, но пару раз послушав, о чем они рассказывали другим посетителям, мне стало неинтересно. Несут какую-то байду про просветление, все абстрактно. Мне, рожденному в СССР, приученному к материальному пониманию мира, нужны факты, даты, вещдоки.

На всякий случай покрутил все барабаны, мимо которых проходил, зашел в пару храмов. В одном из них монахи читали молитвы, которые им заказывали прихожане. Похоже на горловое пение, приятный тембр. Фотографировать не стал, не музей ведь, а культовое помещение. Надо уважать чужую веру.

Наткнулись на местный музей. При нас монах в бордовой хламиде привел с собой молодого послушника в цивильном, что-то ему указал и ушел. Парнишка оказался смотрителем музея, а мы первыми в этот день посетителями. Смотритель оказался тем еще кадром. В предбаннике музея он ухватил колченогий стол о двух ножках, затащил внутрь и попытался его прислюнить к стене. Стол стоять не желал, и этот крендель, глядя мне в глаза, озадачил вопросом: «Стоять будет?».
— Ну, если мантру ему какую-нибудь прочитаешь.
— Да ладно, и так сойдет!

Стол был отправлен на место постоянного базирования. Осматриваем экспонаты, потом задаю вопрос будущему гуру:
— Домой не тянет? Обстановка кругом очень аскетичная.
Отвечает с детской непосредственностью:
— Да не, а че, здесь кормят ТРИ РАЗА В ДЕНЬ, одежду дают.
— Родные как к твоему выбору отнеслись?
— Нормально….

Подозреваю, батя его по-бурятски перекрестился, когда от такого обалдуя избавился.
 — А где хранится лама, который находится в анабиозе?
— Итыгелов рядом, напротив библиотеки, сто лет уже в нирване.
— Погоди, — осаживаю этого историка, — вроде в конце двадцатых это произошло.

Но, видно, для настоящего буддиста время — вещь абстрактная, десять лет больше или меньше не имеют принципиального значения. Спрашиваю: «Что за мантра выложена на сопке?».
— Не знаю…
Пытаюсь растормошить провокационными вопросами:
— Как же ты на ламу учиться будешь? Не знаешь ничего, в башке у тебя тараканьи жопки.
— Вот эти книги выучу, там все есть, — показывает на шкафы со свитками на трех языках. Желаю ему не обломать зубы, когда будет грызть гранит буддийской науки.
— Сегодня в восемь вечера будут Итыгелова выносить, — выдает на-гора самую интересную информацию.

Примечание от Лары. Место яркое, музей набит всякими вещицами, наверняка у каждой — занимательная история. Но что-то узнать абсолютно невозможно — мальчишка совсем новичок, экскурсовод из него аховый. И воспитывает его Олег напрасно — видно невооруженным взглядом, только напугал желторотика. И — да, тому по-своему повезло. И, может быть, что-нибудь когда-нибудь и вызубрит — случаются же иногда чудеса…

Беседа с будущим гуру.

Благодарим, Лара получает в подарок проспекты картин какого-то бурятского художника и осмысливаем, как поступить. Ждать выноса ламы или ехать. Время около часа дня, жара. Решили, что для собравшихся буддистов это будет религиозное действо, а для нас всего лишь шоу. Поэтому правильнее двигаться дальше.

В местном кафе берем вкусные бурятские печенюшки и, конечно, бутылку кумыса. Лара сделала пару глотков, остальное достается мне как инициатору. Ничего, пить можно, послевкусие конечно непривычное.

Где будет следующий наш приют, мы уже знали — возле кафе «У Марины». Опять баня с парной и березовыми вениками. Сделал несколько заходов с обливанием студеной водой. Весь кайф в контрасте температур. Люблю это дело. Набрали с собой пятилитровку местной вкусной воды. Рекомендую как место отдыха. Хорошая кухня, отличная баня, радушный персонал. Только наглядная агитация на фасаде не соответствует, хорошо хоть Анжелой не назвали, но это единственный минус.

Сегодня самый длинный перегон, до Большого Невера, проходит по уже знакомым местам, достаточно рутинно. Дернул черт штурмана захотеть пирожков в том самом приснопамятном «Багульнике». Мало того, что пирожки ей не понравились, похоже, там еще и шуруп в колесо получили. На трассе маловероятно. Завихляла роднулька задом, как портовая, уже недалеко от Невера. Запаску ставить неохота, потихоньку доползли.

Примечание от Лары. Да, место не впечатлило. Уже после неудачных пирожков Олег сказал, что в интернете про этот самый «Багульник» отзывы плохие. И обслуживание в кафэшке, прямо скажем — не на высоте. Но задолго до него и долго после нет вообще ничего — какой-то пустынный край…

Остался последний пункт посещения — Благовещенск. Часа в три мы уже въезжаем в город. С собой взяли загранпаспорта, сначала предлагаю в Китай, город осмотрим потом. Лучшая половина экипажа соглашается сразу и безоговорочно. Сразу предупредил, от шопинга характер у меня портится, едем просто посмотреть, как надо строить социализм с человеческим лицом.

Зашли на речвокзал, спрашиваю — как на сопредельную территорию попасть? Ответ просто обескуражил — через пятнадцать минут отходит очередное и последнее на сегодня судно. Я-то первый раз, а Лара регулярно с Сашкой то в Суньку, то в Фуюань. Там порядок другой — организованными группами с сопровождающим.

Недалеко от вокзала платная стоянка, дорога как после бомбежки. Заползаю потихоньку, негде приткнуться. Подходит бравый такой охранник в красивой униформе, только что аксельбантов нет, и выдает:
— Ставьте во втором ряду, только ключи оставьте, мы потом машины местами поменяем.
Просто офигел от такого предложения. Спрашиваю: «А ключ от квартиры, где деньги лежат, не надо?». Вполне откровенно обижается на такое недоверие:
­— Можете зайти, посмотреть наши лицензии, сертификаты.

Чувствую, не понимаем мы друг друга. Нафиг мне это наглядное доказательство их легитимности. Машину и жену не доверю никому.

— Ну, если не хотите, можете на крытую стоянку проехать, — и показывает на здание метрах в двухстах от вокзала. Благодарю и еду в указанном направлении. Вот точно, непобедимый мы народ, ни один западный аналитик не сможет смодулировать, как мы поступим в той или иной ситуации. Живем эмоциями, а не разумом. За точно такую же цену ставлю машину в закрытой, трехярусной парковке, наполовину пустой. На той стоянке штук восемь машин во втором ряду, ключи от них соответственно отдали под честное, благородное слово. «Мы русские, своих не обманываем».

На вокзале меняем тыщу рублей на юани. На всякий случай, хотя рубли берут везде, кроме супермаркетов. Уже взяв билеты, спрашиваю про фотоаппарат, не забыла ли положить в мой майдан? А как же, благополучно будет ждать нашего возвращения из Поднебесной. Матерными словами с противоположным полом не пользуюсь, но очень хочется. Забил, есть запасной вариант — телефон.

Примечание от Лары. Возникает резонный вопрос — А чёй-то??? Я разве нянечкой в малышковую группу нанялась? Или, может быть, я внештатный Санчо Пансо??? А может, у меня и ослик имеется на веревочке??? Не, что касаемо матернов (говорят — те же мантры) — что ж, дерзните рискнуть, сударь; «благородное дело» — кто-то там сказал…. Ага-ага!!! Кажется, начинаю звереть, аж волной накрывает: Р-р-р-р-р!!!! Что? Есть запасной вариант — телефон? Обойдемся? Ну ладно….

На судне Лара спросила у двух местных теток, где можно голову приложить в Хайхе. Тетки за небольшую мзду предложили свои услуги, мол, все схвачено. Даю отмашку, что согласен. Амур здесь намного уже, чем у нас, минут через двадцать мы уже на том берегу. Нас встречает китаянка Нина на пятиместном вэне. Меня усаживают на переднее кресло, дамы на задний диван.

Спрашиваю: «Пристегиваться надо?» Утвердительно машет головой и стартует, не пристегнувшись сама и не предложив пристегнуться остальным. Ну, раз спросил, пристегиваюсь. Наслышан был о движении на улицах Китая, но очевидность превзошла все ожидания. Это какое-то броуновское движение, упорядоченный хаос. Есть знаки, разметка, работают светофоры, но едут не по правилам, а по каким-то китайским понятиям.

Мало того, что эта Нина перла на красный, перестраивалась без включения поворотников, так она еще и трындела всю дорогу с тетками, вставляя весьма умело крепкие русские выражения. Ну, трындела бы и ладно, но она половину пути сидела, повернувшись к ним, а у меня седели остатки растительности от такого автошоу. Я чуть дырку в полу не продавил, тормозя за эту автоледи.

Примечание от Лары. Олег, ясное дело, в шоке — даже не в ужасе. Понимаю. Со мной в первый раз тоже так было, думала — живой не выберусь. Ничего — обошлось… Сейчас даже нравится такая толчея. Ну, если не очень долго.

Благополучно доехав до места, Нина заезжает на тротуар прямо перед входом в подъезд. Здесь на втором этаже у нее нумера. За 700 руб. на два дня двухместный с душем. Тетки подсказали, где кормиться, где шопиться. Развлекаться и интересоваться страной пребывания им не нать.

Сначала идем кормиться. Кварталах в двух от гостиницы находим кафе «У Лины». Кафе назвать с большой натяжкой, зато все вкусно. Пока нам готовили тушеного сазана в каком-то соусе, попросил харбинского пива. Вместе с пивом тут же появляется чашечка с семечками, весьма кстати. Вся стена рядом со столиками обклеена большими фотографиями блюд с указанием цен. Лара ткнула в первую ей понравившуюся еще какого-то блюда.

Хоть и были весьма голодны, но едва осилили все. Порции явно не сиротские, любят китайцы потешить организм. На столиках под стеклом русские купюры небольшого достоинства с отзывами о местной кухне. Плохих нет. За ужин и пять бокалов отличного пива — 600 руб.

В весьма приподнятом настроении выходим на улицу. Пешком идти неохота, ищу экипаж. Оный тут же появляется, как по мановению. Трехколесная самобеглая коляска цвета «вырви глаз» подъезжает прямо к нам, стоило только посмотреть дольше двух секунд на ее хозяина.

Усаживаемся, говорю «нихао», делаю круг рукой — дескать, желаю обзорную экскурсию. Он отвечает по-китайски «любой каприз за ваши деньги, товарищ», и с жутким тарахтением едем осматривать местные достопримечательности. Я уже не торможу за водилу, наоборот, подбадриваем одобрительными возгласами, типа «Шумахер, давай гони!». Делаем круг по городу, показываю визитку Нины, и нас с почестями доставляют прямо к подъезду. Даю щедрые чаевые, наверное, с его дневную выручку, и довольные друг другом, прощаемся, пожав руки.

Эх, прокачу!

В «Стране чудес».

Метрах в сорока находится улица, полностью отведенная под торговлю. Все рассчитано на руссо туристо, везде принимают рубли, вывески кругом на великом и могучем. Лара предложила зайти в какой-то супер-мупер модный обувной магазин, просто посмотреть. Ну да, это же музей. Она скрылась среди стеллажей, а я присел рядом со здоровым русским парнем, обреченно ждавшим, пока его длинноногая подруга натешится. Деваха и так была выше продавщиц китаянок на голову, обув туфли на огромных каблуках, вообще стала как Эйфелева башня. Оттуда сверху доносилось: «Ну как, мне идет?». Вот что она хотела услышать? «Нет, и вообще я мазохист, буду сегодня спать, обняв подушку». В это время появляется Лара, сакраментальное: «Здесь ничего нет!» С победным видом смотрю на товарища по несчастью и иду на выход.

Наивный чукотский юноша, здесь магазин на магазине. А давай еще вот в этот зайдем. Сытый мужчина — глупый мужчина, никакого чувства самосохранения. Иду, как ручной, потому что мне, оказывается, не в чем ходить. Слава богу, ограничились двумя футболками и пошли гулять по местному Арбату с китайским колоритом.

Примечание от Лары. Ну да, конечно: шоппинг — женская забава. И мечта. И вообще — ВСЕ. Интересно, кто это 10 футболок перемерил с азартом? Точно — не я. И велик на своей горбушке под конец прогулки кто волокёт? Понятно — внуку надо, но чья инициатива? Точно — не моя. А кто в автолавке застрял часа на три? Всякие там железячки распрекрасные в руках крутит? Кто-то из толпы??? Ага-ага…. Время, впрочем, не теряю. Прямо на улице покупаю за копейки китайский разговорник и налаживаю контакт с местной девушкой, общение получается гораздо бойчее и интересней: я училка, она — продавец, я — молодец и она — молодец!!! Здорово!

Улица тянется кварталов на пять, кругом все чем-то торгуют, слышен звук барабанов и тягучие стоны флейт. Подошли поближе, а это местная самодеятельность устраивает небольшой карнавал. Человек сорок, одетых в яркие национальные костюмы, синхронно совершают незамысловатые па под ритм огромного барабана. Минут двадцать с удовольствием созерцали это действо и пошли дальше. Бродили часа два, потом в гостиницу. За все время поездки не включали радио, не читали газет и не смотрели ТВ. Посмотрели минут двадцать, ничего нового, можно спать.

Памятник русским шоппингерам…. Скоро домой!!!

На следующий день решили совершить пешую прогулку по городу. Мы были, как белые вороны. Стоим на переходе, ждем зеленый и идем, уворачиваясь от местных асов, сигналящих вся и всем. Нашей целью было дойти до парка недалеко от таможни, там стоит огромное колесо обозрения, с которого видно оба города. Тетки сказали, что туда идет автобус №1, на такси и пешком они не рекомендовали. Ну да, мы их так и послушали.

Примечание от Лары. Экономить, наверное, и впрямь имеет смысл. Для тех, кто живет «За речкой» и приезжает каждый раз (выезд разрешен 1 раз в месяц) с большим баулом пошопиться. Да и, к слову сказать, билет в автобусе стоит 1 юань, а одна поездка на такси или на моторикше (подумать только — какой ужас!!!) аж целых 10 (пять!!!) юаней. Всякий, умеющий считать, конечно же, понимает…. :-)))

Шли мы больше часа, ориентируясь по маршруту автобуса. За все время встретили только одну русскую женщину, которая на вопрос туда ли мы движемся, ответила цитатой: «Верной дорогой идете, товарищи». Откровенно как водитель позавидовал качеству дорожного покрытия. Не увидел ни одной ямы, канализационные люки на одном уровне с дорогой. Как у них это получается? Наверное, от узкоглазия.

Хоть русских и не видно было, на всем протяжении нашего маршрута вывески на двух языках. Много двух- и трехколесных электровелосипедов, последние явно коммерческие. Обычные велосипеды берут в прокат прямо на тротуаре, оплачивая карточками. Несмотря на отличные дороги, скорость транспортного потока не превышает 40-50 км/ч. Видел даже «Кваттропорте», едущего в общем, тихоходном для нас, режиме. У нас подобные авто чуть ли не боком ездят, чтобы все видели, сколько у человека бабла. Наверное, потому что массовая автомобилизация в Китае началась сравнительно недавно, не видно автокорчей, да и четких пацанчиков тоже не видать.

Уже недалеко от парка помог пожилому китайцу на инвалидной коляске, безуспешно штурмовавшему бордюр. Похоже, он и не заметил, что его подталкивают. Как бурчал что-то про себя, так и продолжал, даже не обернулся. Ну, да и ладно. Зато проезжавшие китайцы одобрительно кивали. А что? Мне бы тоже приятно было, если бы иностранец нашему помог.

К сожалению, колесо (огромное колесо обозрения) было на ремонте, просто погуляли, и я решил прокатиться на американских горках, достаточно больших. Лара выказала недоумение, что не беру ее в расчет. Совсем забыл, что она три раза с парашютом прыгала, а у меня только в планах. Зато теперь у меня было звуковое сопровождение наших кульбитов.

Решили еще походить по городу и благополучно заблудились. Если Нью-Йорк желтый от такси, то Хайхе зеленый. Очень много зеленых, похожих на небольших жучков машин курсирует по городу. Вот такого жучка мы и тормознули, когда поняли всю бесперспективность самостоятельного возвращения к месту базирования. Машина похожа на «Тойоту Старлет», очень тесная, особенно сзади. Движка явно не больше литра, приходится постоянно крутить. На стоянках такси видел, как водилы, не заморачиваясь, толкают свои машины, по мере продвижения очереди, с использованием мускульной силы. И физзарядка, и экономия в одном флаконе.

Полицейский электромобиль.

Примечание от Лары. Центр города произвел приятное впечатление — чисто, современно, ухоженно, удобно. А вот райончик, куда мы забрели, еще то местечко — под конец даже жутковато стало. Здесь живут рядовые китайцы — и грязно, и тесно, и лоску никакого…. Хорошо, Олег такси поймал, возвращаться пешком по таким улочкам не хотелось.

Вечером еще один выход на «Арбат». Встретили там теток, примеряющих целую кучу шляпок. Я пошутил, дескать — шляпы-недельки, каждый день в новой. Шутку не оценили, зря старался. Зато опять начали тарахтеть про то, как все дешево и есть, и жить здесь на наши пенсии. Попытался обратить внимание на ключевое слово «наши», но, как известно, с логикой у дам напряг.

Вечером попросили Нину, чтобы пригласила массажистку. Вот, говорят, язык у нас сложный, но почти все китайцы, которым приходится общаться с русскими, довольно сносно говорят по-нашему. Массажистка не тот случай, в основном объяснялась на пальцах. Скрепила пальцы рук, сказала: «Китай, Россия». Потом забавно показывала, как Путин берет трубку и звонит Обаме, комментируя: «Обама-хулигана, Путин — молодец». На что я ей ответил: «Да скоро кирдык этой Америке будет». По интонации она поняла суть, поглядела на Ларису, на велосипед для внука, перевела взгляд на меня и говорит: «Ты тоже молодец». Ну что ж, Владимир Владимирович хорошая компания. Намяла нам бока и пошла отдыхать.

Проснувшись утром следующего дня от громких криков через открытое окно, понял, что такое ностальгия. Домой хотелось, аж зубы ломило. Хорошие они ребята, но язык у них на высоких тонах, так и кажется, что орут все время друг на друга, хотя за все время не видел ни одной конфликтной ситуации. Лара по моему виду сразу поняла, что пора на Родину. Рассчитались с Ниной, поблагодарили за радушный прием, сказали, что через год вернемся.

Примечание от Лары. Все хорошо в меру. Безмерно же хорошо только дома…. Я свое настроение при себе держала — все-таки Олег впервые границу пересек. Но, слава Богу, ему уже не терпелось — труба зовет домой!!! А мне того и надо — быстро подхватились.

И вот мы опять полным экипажем выдвигаемся со стоянки. Сразу за воротами нас основательно тряхнуло на первой же яме, и чувство родины не покидало до самого дома. В Хабаровске Сашки встретили нас ужином и вкуснейшим пивом «Ниигата», похоже, из водорослей. Зеленое это зелье.

Благовещенск решили осмотреть в следующем году, так как Лара сказала, что в Хэйхе ей понравилось больше, чем в Суньке.

На следующий день мы были уже дома. Пробег по одометру составил примерно 8800 км. Денег на все про все-около 70000 руб., половина бензин, ремонт. Масло Шелл п. синтетика — 0,5 л.

Буду рад, если кому-нибудь пригодится в выборе маршрута.

Здесь закончился БАМ, здесь заканчивается наше путешествие.