Путешествие к берегу Северного Ледовитого океана. Часть 1: Финский залив. Карелия

02.03.2015 | 26808 просмотров

Берег Северного Ледовитого Океана... Почему именно туда, почему именно эта точка на карте?! Дать конкретный ответ сложно. Это и давняя мечта увидеть океан, и дикая красота русского Севера, которая притягивает своими бесконечными лесами, озерами и реками, и малое количество людей, что дает возможность насладиться, надышаться чистой природой в отрыве от всего вороха мнимых человеческих ценностей.

Поскольку мне очень нравится проводить время в дороге, то выбор способа передвижения был очевиден: за месяц до поездки я начал постепенно проводить плановые технические работы над моим автомобилем, чтобы в пути не возникло непредвиденных ситуаций.

Рассказ об этих днях будет вестись в формате бортового журнала. Естественно, эти строки я набираю, уже спустя какое-то время после поездки, но в основу всех описаний легли заметки, которые я оставлял в памяти моего нетбука каждый день, детально записывая происходившие со мной события.

Первый день путешествия (5 июля 2014 года)

Раннее утро. Волнительное какое-то состояние. Сумки, которые были собраны еще вчера, нужно еще раз бегло проверить на предмет наличия всего необходимого: одежда, обувь, цифровая техника, средства гигиены, вроде все на месте. За эту ночь я спал всего четыре часа, и это перед поездкой на расстояние свыше тысячи километров. С вечера понимал, что уснуть будет сложно, поэтому для себя решил спать в пути, если захочу.

Позавтракал, переставил сумки к входной двери. Есть примета перед дальней поездкой «присесть на дорожку» Посидев, направился к выходу. Получив напутствие на дальний путь, взял сумки и понёс их в машину. Теперь автомобиль это мой дом.

На выезде из города заехал на заправку, хотя топлива было достаточно. Это скорее традиция: когда едешь далеко — заправиться до полного бака. К тому же люблю прикупить в таких случаях печенье и сок.

Говорят, что дождь перед дальней дорогой — хорошая примета. Успокаивает вид стекающих капель по стеклу…

Маршрут дня был изначально спланирован, и выглядит следующим образом:

На часах было 5:14 утра, большинство жителей города еще спало.

Так как трасса была пустой, то до Ярославля я доехал довольно быстро. Когда увидел указатель, что до Твери 330 километров, как-то даже не воспринял всерьез эту цифру, хотя раньше так далеко не ездил. Состояние дороги до Углича вполне нормальное. К слову, по этой трассе я уже ездил в эту зиму, когда был в угличском музее гидроэнергетики.

Проехав Углич, повернул направо по трассе, на Калязин.

Среди туристов город Калязин известен своей колокольней, которая возвышается среди искусственно созданного водохранилища. Здесь я и сделал первую остановку, чтобы немного отдохнуть и перекусить. Время около восьми часов утра.

Дорога от Калязина до Твери находится в удовлетворительном состоянии: очень много следов ямочного ремонта. Лес вдоль трассы очень красив, создает ощущение, что ты едешь в каком-то туннеле.

Может, кто-то подумает, что это очень скучно — ехать одному по пустынной трассе, среди леса да еще и так далеко. Не знаю, что ответить. В такие моменты ты скорее свободен, нежели когда ты едешь не один. У кого-то прочитал в блоге ранее, что когда ты едешь с кем-то, то это выглядит как общение с тем же кругом людей, что и в обычной жизни, но с другим фоном. Когда ты один, то полностью растворяешься в окружающем пространстве: тебя ничто не отвлекает, ничто не мешает думать, не мешает созерцать.

В Твери навигатор меня заставил поплутать, выводя на перекрестки, где было запрещено разворачиваться либо поворачивать туда, куда он направлял. Решено было остановиться на обочине около какой-то то ли заправки, то ли стоянки и выяснить, куда все-таки нужно ехать. Печенье, купленное на заправке в Костроме, оказалось с каким-то жидким желе в пластиковой упаковке. Так как я его положил на пассажирское сидение открытым, то фотоаппарат, лежавший там же, угодил именно в эту упаковку. Весь объектив измазался в этой тягучей липкой жиже. Пришлось оттирать влажными салфетками, которые обычно всегда валяются в машине. Отныне это печенье путешествовало со мной на пассажирском коврике для ног. Кстати, оно мне не понравилось, поэтому доехало со мной до самого Мурманска.

Вывернул на Санкт-Петербургское шоссе. Странно, конечно: до города пятьсот с лишним километров, а шоссе уже носит его название.

На выезде из Твери заправился. Купил себе газированной воды бутылку и какой-то хот-дог. Вообще, в течение всего дня я практически не ел, так как плотный обед вызывает чувство какой-то усталости и лени, а мне необходимо быть в тонусе, ведь путь неблизкий и спал я этой ночью очень мало.

Федеральная трасса М10 — это основная из причин, почему я поехал именно этим маршрутом. Трасса в своем роде уникальная — соединяет две столицы Российской Федерации и является самой перегруженной среди всех федеральных трасс России. В европейской классификации значится как Е105, о чем и свидетельствуют таблички на всем пути следования. Ранее носила номер Е95; таковой и была увековечена в песне К. Кинчева «Трасса Е95».

Проехав сто двадцать километров от Твери, почувствовал усталость; хотелось даже не спать, а просто полежать. На ближайшей заправке завернул на прилегающую парковку. Касса этой заправки представляла собой двухэтажный торговый центр, где был представлен широкий ассортимент различной автомобильной продукции.

При ночлеге в машине окна нужно держать чуть-чуть приоткрытыми, чтобы поступал свежий воздух, но просунуть руку или какой-то предмет было затруднительно. Двери закрываются изнутри, спинка сидения откидывается и место для отдыха готово.

Поспал всего полчаса: очень жарко, и от этого сложно нормально погрузиться в сон. Хоть и встал вроде выспавшимся, но как-то вяло себя чувствовал, нужно было чуть отойти ото сна.

Дальше дорога шла через Вышний Волочек, где традиционно скопилась автомобильная пробка. Когда планировал, как ехать до Питера, всерьез хотел отказаться от М10, так как комментарии стоявших в пробках этого города отбивали всякое желание по ней ехать.

Протащившись где-то около получаса в таком режиме, нашел в навигаторе поворот на второстепенные улочки, где можно объехать основную дорогу и вывернуть на трассу там, где движение не затруднено.

Декабрь 2012 года. Огромная автомобильная пробка. Ночь, снег, холод, четвертые сутки стояния на месте, кончающийся бензин, греться нечем…

Дорога проходит по объездной Великого Новгорода. С одной стороны и хотелось бы заехать, отметиться, с другой — путь и так получается очень долгим.

Ленинградская область. Я рассчитывал увидеть что-то более интересное и монументальное: федеральная трасса, две столицы все-таки.

Город встречал меня по-Питерски: густым дождевым облаком, поднимающимся над горизонтом. Закрапал мелкий дождик. Где-то там, за десятками километров впереди, Финский залив.

Тридцать километров до Петербурга. Не верится, что вообще такой указатель можно увидеть уже вечером, выехав утром из своего родного города. До этого момента не верилось.

Как я понял, навигатор не знал о том, что в Петербурге есть КАД, потому что когда я по нему ехал, стрелка показывала куда угодно, но не на дорогу. Вообще, навигатор оказался бесполезным на КАДе: пришлось ориентироваться на глаз, куда ехать, и поэтому два раза проезжал свой поворот мимо, разворачиваясь и снова возвращаясь.

Пока ездил кругами, меня остановил инспектор ДПС для проверки документов. Пару раз мимо этого поста проезжал, пока нужный поворот нашел.

Еду и вижу нечто вроде пограничного поста. Шлагбаум закрыт, светофоры специальные. Оказалось, что это платный участок КАДа. Отдал 70 рублей, а свернул с него на обычную трассу через километра три-четыре. Выглядит очень футуристично.

Поплутав по перекресткам, нашел наконец-то свою гостиницу, припарковался. Устало глянул на одометр. Улыбка. Я в Питере.

Собрал все свои вещи, которые хотел забрать из машины и пошел в гостиницу к стойке регистрации, оформлять номер. Минут десять ждал очередь, затем оформления документов. Мне выдали ключ, и я пошел на свой этаж.

У гостиницы есть своя парковка. Хоть и платная, но я придерживаюсь мнения, что авто достойно также ночевать не на дороге, а в специально отведенном, защищенном от посторонних месте.

Поставил автомобиль на стоянку и вижу, что ворота, через которые я заезжал, уже закрыты. Непонятно, как попасть в гостиницу вообще. Рядом курил какой-то парень. Как я понял, он вышел из двери, которая ведет во двор парковки. Оказалось, это вход в гостиницу, только какой-то особенный, через полутемную лестничную клетку, звонить вроде бы надо на стойку регистрации и тогда откроют. В общем, он мне открыл, и я пошел на свой этаж.

Чуть отдохнул и, несмотря на оставшуюся усталость, решил немного пройтись по городу, посидеть в каком-нибудь баре, поесть пиццы, так как целый день практически не ел. После зашел в местный гипермаркет, прикупил продуктов и направился в гостиницу отдыхать и записывать события первого дня своего путешествия.

Второй день путешествия (6 июля 2014 года)

День начался с завтрака, который выдавали с утра в кафе при гостинице. Шведский стол: взял каких-то вареных овощей с сосисками и чай.

После этого вернулся в номер и снова прилег на кровать: сказывалась усталость после вчерашнего многокилометрового пробега. Снова сморило в сон.

Проснулся после полудня. Необходимо было найти в интернете магазин, в котором можно купить дополнительный аккумулятор для моего фотоаппарата, так как одного могло не хватить на тот объем фотографий, который я планировал делать в местах, отдаленных от цивилизации.

Повезло найти его почти сразу: километрах в трех от моей гостиницы находилось нечто похожее на офис продаж различных расходников и запасных частей для портативной техники.

Только к трем часам дня собрался и отправился на стоянку за автомобилем. Целью сегодняшнего дня было не только купить аккумулятор, но еще и посетить берега Финского залива, прокатиться по пригородным трассам Петербурга.

До магазина добирался слишком долго для трёх километров, так как транспортные развязки на пути были не самые простые, а иногда я просто не понимал навигатор и ехал не в ту сторону.

После покупки всего необходимого нужно было найти ближайшую заправку. На помощь снова пришел интернет. Удобно, что со смартфона можно найти заправки любого города с адресами и ценами.

Заправившись, решил подобрать точку в навигаторе, куда нужно поехать, чтобы посмотреть наиболее красивые виды залива. Выбирал так, чтобы противоположный берег был как можно дальше: очень хотелось увидеть, как море сливается с горизонтом.

Маршрут сегодняшнего дня выглядит так:

Приморское шоссе очень живописно само по себе: открывающиеся виды на залив, извилистые дороги, сосново-еловые перелески и леса.

Также стоит отметить, что обочина возле трассы довольно чистая, не заметил мусора вообще. Возникло ощущение, что еду по какому-то пригороду в европейской стране.

На этом месте решил остановиться и пофотографировать. Да и просто посмотреть, постоять. Давно не видел море вживую.

Но мне хотелось немного другого. Хотелось увидеть именно дикую природу залива, где нет ничего человеческого: только вода, лес и побережье. Поставив новую точку в навигаторе? еду дальше. Периодически вода виднеется сквозь перелески из сосен и елей.

Дорога не самая простая, петляет среди леса, очень часто скорость ограничена 70, а то и 50 км/ч. Так как видимость почти везде ограничена лесом, то сплошная линия разметки нанесена по всей трассе. Но удовольствия от вождения из-за этого ничуть не меньше: неспешно едешь, слушаешь музыку, на душе умиротворение.

И вот открывается долгожданный вид. Дикая природа. Как же давно я хотел посидеть на таком берегу, вдалеке от людей и от их суеты!

Спустя какое-то время, пошел обратно в машину, посмотрел в навигатор и решил ехать дальше по шоссе. Красивых обзорных видов больше не увидел. Заехал в каком-то поселке в продуктовый магазинчик, хотел чего-то сытного купить, типа булочек или пирожков. Ничего похожего не оказалось, пришлось взять вафли да сок.

С помощью навигатора выяснилось, что рядом находится Выборг, в сорока километрах всего. Не посетить бывший европейский город, когда появилась такая возможность, просто глупо. Интересно было бы увидеть, насколько отличается внешний вид и благоустройство города от других, расположенных в центральной части России.

Дорога местами плохая, ямы не позволяли ехать быстрее 30-40 км/ч.

В самом городе ездил откровенно наугад, просто осматривая все вокруг. На одном из перекрестков неправильно понял, как нужно ехать, и поэтому получил протяжный гудок от негодующего водителя.

Крепость. Историю сооружения совсем не знаю, поэтому просто смотрел и фотографировал.

Поехал дальше наворачивать километры по улочкам Выборга. Есть участки, где вместо асфальта дорога сделана из булыжника. Попал на главную площадь города.

Неплохо бы где-то поужинать, тем более полноценного обеда за день я так и не ел. Зашел в ближайшее кафе. Цены показались слишком неадекватными, отказался. На противоположной стороне площади был гипермаркет. Пошел туда, купил что-то перебить голод.

После небольшого отдыха собрался ехать назад. Набрал в навигаторе адрес гостиницы и очень удивился цифре в сто семьдесят с лишним километров. Увлекла меня дорога за собой. Если честно, то я слабо знал местные трассы, даже федерального значения. Навигатор повел, как оказалось, через основную трассу, которая соединяет Хельсинки и Петербург. 245 километров было до столицы Финляндии от развилки, на которой я взял курс на Питер.

Состояние дорожного покрытия… Что тут скажешь: европейский уровень. На подъездах к пешеходным переходам сделаны небольшие выступы, по которым проезжая машина начинает вибрировать, таким образом обращая внимание водителя о приближении к переходу. Многие автомобили едут по обочине, хотя скорость держат около 120 км/ч. Мне кажется, что по этой трассе можно ехать с любой скоростью, лишь бы транспортное средство могло её развить и его техническое состояние было в порядке.

Где-то в середине пути попал в автомобильную пробку из-за странного ДТП из трех машин. С людьми все в порядке, на автомобилях царапины, но они вынудили ехать на 1-2 передаче около 40-50 минут.

Доехав до гостиницы и поставив авто на стоянку, пошел искать, где можно поесть. Времени уже где-то 23:30. Вроде бы и рано для Питера, а уже большинство кафе закрыто. Нашел какой-то ирландский паб. Взял борщ, хлеб и чай. Вышло недорого по деньгам, но в то же время сытно. Да и переедать сильно перед сном не стоило. Расплатившись, отправился в гостиницу. Завтра выезд в сторону севера.

Третий день путешествия (7 июля 2014 года)

Сегодня встал пораньше, около восьми часов утра: нужно было многое успеть из запланированного на этот день. На завтраке постарался поесть поплотнее: взял себе картофель «фри», колбасной нарезки побольше и свекольный салат. Приходилось запивать все это соком, поскольку картофель каким-то сухим оказался, и без жидкости есть его было практически невозможно.

Вернулся в номер, по-быстрому собрал все свои вещи, присел на кровать «на дорожку», взял сумки в руки, закрыл номер, спустился к стойке регистрации. Там сдал ключ-карту, попросил открыть ворота парковки, попрощался и пошел к машине.

Маршрут сегодняшнего дня выглядит так:

На выезде из города на КАДе попал в автомобильную пробку, вызванную дорожными работами: четыре дорожные полосы сократились до двух. Цифровые информационные щиты, которые располагаются над дорогой, очень полезны, предупреждают о таких заторах, причем пишут даже приблизительную длину пробки. Но так как я не местный, то мне это не сильно помогло: я ехал по навигатору без желания искать какие-то пути объезда. Таким образом в пробке проехал около трех-четырех километров. Хорошо, что хватило бензина, так как он подходил к концу еще до пробки. Через некоторое время увидел заправку, залив полный бак, еду дальше.

Очень интересная штука память. Эти строки пишу в конце октября, с момента описываемых событий прошло уже более трех месяцев, казалось бы, невозможно запомнить, как выглядит заправка и её минимаркет. Но когда начинаешь писать, всё происходившее непроизвольно всплывает в памяти: расположение стеллажей с товарами, касса, цветовое оформление всей заправки. Вспоминается даже то, что здесь покупал бутылку безалкогольного джин-тоника.

Трасса все дальше и дальше уводит меня от городской суеты, позволяя насладиться дорожным движением, свободным от большого количества машин.

С дороги открывается вид на небольшое озеро.

Дальнейший путь пролегал через участки трассы, где шли дорожные работы: в некоторых местах полосы были закрыты для движения, где-то был снят асфальт.

Въезжаю на мост, бегло бросаю взгляд на реку: впервые в жизни я видел настолько бурное течение! Не остановиться здесь просто нельзя.

Подошел ближе к берегу: шумно... На противоположной стороне реки видел тренирующихся каякеров. Если зайти с другой стороны моста, то открывается дивный по красоте вид на долину, из которой истекает эта река.

Именно в этот момент я понял, что попал в необычное для себя место. Пришло осознание, что скоро я увижу непередаваемую словами красоту карельской природы. Волшебная сказка, которую ждал почти полгода, начинается...

Солнце, ясное небо, отличная дорога, хвойный лес с редкими березками — только так и никак иначе можно охарактеризовать настроение этого участка дороги.

В Приозерск приехал где-то ближе к полудню. Именно в этом городе планировал посещение Ладожского озера. Задав точку в навигаторе, отправился искать пути подъезда к берегу. В результате попал в какое-то странное место, где есть пешеходный мост через речку, но навигатор упорно вел меня через него. Разумеется, я через него не поехал, развернулся и попытался найти другое место. Подобрал более-менее подходящее место; cудя по электронной карте, дорога до берега там есть. Еду туда. Сначала дорожное покрытие было нормальным, потом я свернул на какую-то грунтовку. Лужи становились все больше, а дорога все более непроходимой. Остановился, решил разворачиваться. Когда ехал обратно, увидел идущую навстречу местную девушку. Спросил, реально ли здесь где-то на берег озера попасть. Она сказала, что там, где я ехал только что, и есть тот самый путь. Поулыбался на это, и с грустью продолжил выезд отсюда: не судьба увидеть Ладожские берега в этот раз.

Дольше задерживаться в этом городе не было смысла. Навигатор получил новый ориентир: координаты Рускеальского мраморного карьера.

На пути к нему есть очень красивое озеро. Каменный берег, настоящий монолитный камень. Почему-то меня это удивило на тот момент.

Когда я собрался уезжать отсюда, увидел, как подъехал мотоцикл. Даже не глядя на номера, можно сразу понять, что он путешественник: его выдавали большие кофры, навешанные по бокам. Он остановился, чтобы сверить маршрут по навигатору. Ну и столь живописное место он вряд ли пропустил, не сделав пару фотографий на память.

Спустя буквально метров 50 снова останавливаюсь: каменный утес прямо рядом с дорогой. Местных все это, естественно, не удивляет уже, а для меня, который вырос среди равнины, все это в диковинку. Фотографирую, рассматриваю.

Асфальтированная дорога через некоторое время сменилась грунтовкой и гравийкой. Ситуация осложняется тем, что здесь ездит много грузовых автомобилей, которые оставляют за собой столбы пыли. Едешь буквально в пыльном тумане, видимость очень плохая. Окна в автомобиле открывать вообще нельзя: приходится просто включать обдув салона, чтобы хоть какой-то воздух поступал в машину. Несмотря на это, мне понравилось там ехать: лес, резкие повороты, подъемы и спуски.

И вот она, долгожданная...

Было сложно сдерживать улыбку на лице, когда увидел указатель о том, что въезжаю в Карельскую республику. Как много мне еще предстоит увидеть в эти дни... Это ожидание кажется еще приятнее, нежели непосредственное посещение запланированных мест.

Едем дальше, смотрим по сторонам и только успеваем следить за дорогой, так как оторваться от видов, которые проплывают мимо тебя, просто невозможно.

Скорость транспорта на этих дорогах выше 80 км/ч не поднимается, так как много поворотов, видимость на которых сильно ограничена. Ну, а когда едешь впервые по этим местам, торопиться особо и не хочется.

На одном из поворотов увидел очень необычный утес. Кто-то там построил неплохой домик. Наверное, очень красивые виды из окна. Пока все это рассматривал и фотографировал, ко мне подошел водитель грузовика, стоявшего неподалеку, спросил, что я тут делаю. Видимо, не хотел, чтобы он или его машина попали в кадр. Я успокоил его, сказав, что путешествую, увидел дом на скалистом выступе, и поэтому хочу его запечатлеть.

Дальнейший путь частично пролегал по гравийной дороге, частично по асфальту; где-то шли ремонты дорог, работала дорожная техника.

Как я выше писал, на этой дороге нельзя быстро ездить, так как это очень опасно, особенно если едешь по ней первый раз. На одном из участков был плавный подъем, а затем очень резкий спуск, после которого дорога круто уходит вправо. Увлекшись дорогой, я на момент потерял контроль над ситуацией, превысил скорость и на этом пригорке подскочил и полностью оказался на полосе встречного движения. Повезло, что там никого не было в тот момент.

Окруженный такими пейзажами, я добрался до г. Сортавала. На дороге, по которой навигатор вел меня к Рускеальскому карьеру, показалась гостиница. Недолго думая, зашел к администратору, спросил про цены и условия проживания. Все устроило, решил остановиться на ночь здесь.

Времени было где-то около 17:00. Позвонил в администрацию горного парка, спросил про режим работы: летом они работают едва ли не до полуночи.

Ехать до карьера где-то около 25-30 километров. Немного заблудился в середине пути, но местный житель мне объяснил, как проехать правильно.

Не доезжая километра два до места назначения, мое внимание привлекло множество машин вдоль обочины. Вспомнил, тут есть красивый водопадик. До этого я читал о нем, но как-то в процессе поездки забыл про него.

Сам карьер находится за деревней Рускеала. Оставив авто на парковке, пошел в кассу, чтобы купить билет. Взял без экскурсовода, так как не особо хотелось ходить в группе с кем-то. Хотелось просто понаслаждаться природой парка в одиночестве. Не совсем ясно было, насколько велика территория, поэтому, побоявшись заблудиться, купил карту. На самом деле она оказалась не нужна: весь маршрут проходит по обустроенной тропинке, с которой не нужно никуда сворачивать.

Чуть грустно стало, когда уходил из парка, ведь одна из ключевых точек моего путешествия пройдена. Но впереди еще много интересного; на тот момент я даже не предполагал, что ждет меня впереди.

Проезжая водопад на обратном пути, я вспомнил, что рядом с ним метрах в 100 есть еще один маленький, который заметил совершенно случайно. Остановился, чтобы посмотреть и его. Как мне кажется, он незаслуженно обделен вниманием. Да, он маленький, не настолько шумный и, может, даже не так интересен с точки зрения получения красивого кадра, но он тоже создан природой, течет здесь уже не первую сотню лет, пережив поколения людей, а значит достоин внимания и бережливого к нему отношения.

Приехал в город, поставил авто на стоянку. Возвратился в гостиницу, так как нужно было постирать скопившееся белье. В номере был небольшой электрический обогреватель, который и был использован в качестве сушки.

Решил немного прогуляться по вечернему городу. Моя гостиница расположилась на берегу небольшого залива. Спустившись непосредственно к воде, обнаружил под мостом... художников. Видимо, приглянулось им это место для создания своей картины.

Так как не ужинал еще сегодня, то пошел в кафе, расположенное неподалеку от гостиницы. Взял себе стандартного борща, хлеба и чая.

Вообще, чувствовалось, что город построен финнами. Архитектура, расположение домов, улиц — - все это выглядит немного по-другому, не так как у нас.

Пришел к выводу, что маленькие города мне как-то больше нравятся. Самобытные они какие-то. С этими мыслями и отправился в гостиницу, скидывать фотографии и видео этого дня на свой нетбук.

Четвертый день путешествия (8 июля 2014 года)

Проснулся по будильнику в 8:00. Вчера женщина за стойкой регистрации спросила, к какому времени подать завтрак: в их гостинице можно выбрать любое время с 8:00 до 9:00. Выбор невелик, поэтому сказал, чтобы приготовили к 8:30. Так как сегодня встал рановато, то пришел в кафе при гостинице минут на пятнадцать раньше запланированного. Мужчина, который накрывал завтраки на столы, сказал, что мне рано еще. Суровый город Сортавала, точность любит во всем; обычно в гостиницах кормят в любое удобное для гостя время, даже если он пришел раньше или опоздал.

Позавтракал довольно сытно, поднялся в номер собрать вещи. Так как машина была на стоянке, то решил сначала припарковать её поближе к гостинице, чтобы не нести далеко сумки с вещами.

Сортавала находится в сорока-пятидестяти километрах от границы с Финляндией. Если ехать к пограничному посту, то мраморный карьер близ д. Рускеала находится как раз на этом направлении. Вчера я не доехал где-то около двадцати километров. Ощущение упущенной возможности оказаться на границе России немного раздосадовало меня, и поэтому решил прокатиться в ту сторону снова, хотя и получался лишний «крюк» в восемьдесят километров от запланированного маршрута.

Дорога довольно обычная, холмистая местность, еловые леса вокруг. Вообще, не было ощущения, что находишься в Карелии. Часто мелькали автомобили с финскими номерами: необычное чувство от всего этого, другая страна рядом.

Поселок Вяртсиля является крайним населенным пунктом нашей страны на этой дороге. Сам пограничный пункт представляет собой обычную промышленную зону, много грузовых автомобилей стоит на прилегающей стоянке, ларьки, предлагающие купить у них Green Card, аналог нашего страхового полиса, только для поездок за границей.

Развернулся и поехал обратно, немного разочарованный увиденным.

Тут же рядом находится заправка: на ней пополнил запасы топлива и питьевой жидкости. Когда я пошел платить за бензин, то рядом подъехал какой-то финн, судя по номерам. Я все ждал, когда же он что-нибудь скажет кассиру на своем языке, хотя бы пару слов, но так и не дождался.

Следующей точкой моего путешествия был городок Суоярви. Он находится севернее основной дороги, соединяющей Сортавалу и Петрозаводск. Через него я поехал по причине нахождения там, а точнее по пути к нему, одной из запланированных точек — небольшого водопада в лесу.

Дорога проходит вдоль северной части Ладожского озера. Холмистая местность, заросшая еловыми деревьями и очень много живописных озер вдоль дороги. Иногда можно встретить одиноко стоящие вдалеке коттеджи на берегу. Очень уютно и спокойно выглядят эти дома. Думаю, что те, кто там поселились, очень хотели спокойствия и тишины, безмятежного существования на фоне природы.

Плавные повороты на медленной скорости: с правой стороны находится озеро, с левой скалы. Это самая живописная дорога на моей памяти, никогда таких мест ранее не посещал! Каждый открывающийся взору поворот приводит меня в настоящий молчаливый восторг.

Одинокое созерцание проплывающего мимо тебя мира, откладывающее в памяти кадры из прямого эфира. Запомнить все с точностью, как у компьютера, нельзя, наш мозг на это не способен, но отдельные фрагменты увиденного, с разной степенью достоверности остаются в памяти навсегда. Именно из них и состоит наша память; недостающие части в процессе воспоминания дополняются ассоциациями, представлениями о конкретном месте. После завершения этого процесса перед глазами словно появляется итоговая картинка. И именно при просмотре её у нас возникают те приятные эмоции и чувства, которые мы испытали, когда находились в том месте, о котором пытаемся вспомнить.

Дорога проходит по дамбе гидроэлектростанции Ляскеля. Насколько все-таки много камня здесь. Все из камня, нет даже намека на песчаные отмели.

Очень интересные названия у местных деревень. Либо это карельский язык так повлиял, либо это финские названия из глубины веков. Сложно даже представить, как правильно произносить эти названия:

Спустя какое-то время на пути появился пустынный перекресток на большой поляне, причем со всех сторон окруженный лесом. Только три просеки отходят от него: направо, прямо и налево. Это дороги. По навигатору сворачиваю налево. Сначала идет асфальтированный участок, вселяющий надежду. Затем появилась грунтовка характерного серого цвета. Меня одолело некоторое сомнение, а есть ли там дорога вообще и правильно ли ведет навигатор. Подумал, что просто тут локальный ремонт, и скоро появится нормальное покрытие. Через километр ситуация не поменялась. Дорожный указатель сообщил, что до Суоярви 83 километра. Видимо, улучшений дороги ждать не придется.

Через некоторое время я догнал внедорожник на местных номерах. Пристроился за ним, обгонять совсем не хотелось. Ехали мы так где-то десять-пятнадцать километров, затем водитель, высунув руку в форточку, махнул мне, чтобы я обгонял его. Не став возражать, обогнал его и уехал вперед. Было много деревень, которых я даже на карте навигатора не мог увидеть, хотя Навител довольно детально составляет российскую карту городов и деревень. Местных жителей тоже не видел почти, но в деревнях дома на вид вполне жилые, видно, что в них кто-то живет на постоянной основе. Автомобили на протяжении всего пути попадались совсем редко: пять или шесть машин за восемьдесят километров.

Одним из запланированных мест, которое находится на этом пути, был небольшой водопад, находящийся неподалеку от основной дороги. Когда я увидел дорожку вглубь леса, по которой нужно ехать, чтобы до него добраться, желание посещать его поубавилось: слишком плохая дорога для легкового авто. Там просто была накатана колея, вокруг которой плотно росли деревья и кустарники, развернуться там в случае чего невозможно. Отказываюсь от этой затеи и еду дальше, на Суоярви.

Дорогу окружают хвойные леса, привычные для этой местности, иногда появляются открытые пространства, в основном болотистые.

На оставшемся пути были озера, река Укса, деревни. В одной из них немного заплутал, пришлось местных жителей спрашивать, как ехать. Навигатор в таких местах вещь не сильно полезная, едешь в основном по ощущениям, что впереди есть какая-то цивилизация, к которой тебе и надо.

Еду дальше и замечаю табличку, на которой написано, что здесь находится массовое захоронение финских солдат. Стало не по себе немного. А чуть дальше, на столбике висел указатель, на котором были обозначены имена двух людей, которым дали звание Героев России, посмертно. Сам памятник расположен правее от дороги, на возвышенности. Поехал дальше, метров через сто увидел могилы нашим солдатам: около 10-15 крестов с фотографиями и именами, обложены камнем по кругу. Жутковато стало и грустно. Чуть дальше была и братская могила, о чем также оповестила табличка. Видно, что за этими местами ухаживают и следят. Фотографировать все это не стал по этическим соображениям.

Выехал на Суоярви, немного в нем покружив, взял курс на Петрозаводск. Дорога, конечно, не грейдер, но асфальт уложен как-то буграми. По ней реально укачивает. В одном из поселков нашел столовую. По её виду было понятно, что обслуживает какое-то местное предприятие, значит, и цены, всего скорее, приемлемые. Надо пообедать тут. Заказал себе стандартное первое-второе-компот. Порции оказались огромными, не доел даже.

Дальнейший путь ничем особенным себя не выдавал, иногда с дороги открывались виды на озера. Вообще, очень много разных водоемов было по пути.

В Петрозаводске заехал на автосервис, прокачать тормозную жидкость, так как еще со вчерашнего дня тормоза были не очень внятными. Вроде немного помогло.

В городе по плану было посмотреть Онежское озеро или какой-то из его заливов. Выбрал точку на навигаторе именно в городской черте. Там оказался пляж, места для отдыха, нечто вроде парковой зоны. Люди сидели прямо на зеленой лужайке рядом с водой. Говорить о чистоте не буду: пофоткал быстро и уехал. Берег загажен. Хотелось взять всех вот так сидящих там и .... в общем, еще больше загрустил. За что озеру достались такие сожители?!..

Ночевать в городе совсем не захотелось, может, потому что рано еще было, а может, берег озера подпортил настроение, не знаю. В навигаторе набрал координаты заповедника Кивач и отправился туда. От Петрозаводска до него около 50 километров.

На этом отрезке трассы также есть что посмотреть: кратер потухшего вулкана возле п. Гирвас, гора около г. Кондопога. Почему-то пропустил эти точки, рассматривал их изначально как вероятные, но не обязательные. Решил, что на обратном пути заеду.

Заехал на стоянку, купил билет. Как и с рускеальским карьером взял карту заповедника, скорее на память, чем для ориентирования на местности. Водопад слышно издалека. Шумит тоннами воды... К нему ведет лестница, под которой можно увидеть небольшие ручьи, которые также стекают в русло водопада.

Камни, скалы, бурлящая вода и чистая зелень вокруг всего этого! Такие виды мало где можно увидеть в средней полосе России.

Позабавили иностранцы, которые, задрав брюки по колено, ходили в воде около истока водопада. Зачем они это делали непонятно, но это им определенно нравилось.

Так же в этом заповеднике есть нечто вроде парка, в котором можно ознакомиться с видами деревьев, произрастающих на этой территории. Почти все их них я видел и до этого, поэтому прошел это место, почти не задерживаясь. После парка можно посетить дом-музей, в котором представлены экспонаты различных животных и птиц, а еще очень много насекомых. Есть образцы каменных пород, которые можно встретить на территории Карелии.

Когда уходил, снова стало как-то тоскливо: еще одна точка так долго планируемого отпуска позади. А я так долго ждал всего этого, планировал, смотрел фотографии и мечтал. Оказалось, все так быстро и рядом...

На выезде на основную трассу остановился на обочине, обзвонить гостиницы: время восемь вечера, пора бы и о ночлеге подумать. Можно было рассмотреть варианты из Кондопоги, но почему-то назад принципиально не хотел ехать. Позвонил по заранее заготовленному списку в медвежьегорские гостевые дома, там было либо все занято, либо несоразмерно дорого. Ничего не выбрав, набрал в навигаторе «Медвежьегорск» и поехал: дорога есть — значит, еду вперед, где-нибудь ночлег найду.

Немного проехав, увидел результат ДТП, причем лобового. Работала полиция, удары пришлись по пассажирским местам. Надеюсь, там все живы, крови не заметил, по крайней мере.

Виды очень красивые по пути: скалистые склоны, странный лес и озеро, примыкающее к трассе. Мне это было все незнакомым и непривычным, поэтому фотоаппарат не успевал полежать и минуты.

В самом Медвежьегорске покатался немного, спросил у полицейских, есть ли у них в городе варианты заночевать, в надежде, что назовут что-то кроме тех гостиниц, куда уже звонил. Ничего нового от них не услышав, отправился дальше искать. Спросил мимо идущую женщину. Она сказала, что можно попробовать заселиться в гостиницу «Онежская». Её по описанию я тоже не сразу заметил. Заселился. Авто поставил на охраняемую стоянку. Добираться до неё интересно пришлось, по тротуару. Не сразу удалось найти понимание с администратором гостиницы, что мне нужно еще и душ принять, чек выписали сначала простой, без душа. Он, кстати, общий на этаж оказался, но это не особо важно: помылся и ладно. Спустился в кафе при гостинице, чтобы поужинать. Цены ничем не отличались на еду от других городов. Вообще, ощущение такое, что все кафе по стране держат одну и ту же цену на всё.

После ужина взял кофе в кофейном автомате и пошел к себе в номер. Два дня не вел свой бортовой журнал, поэтому допоздна сидел в нетбуке и записывал все, что происходило со мной в эти дни. Спать лег где-то около полвторого ночи. Хотя и ночью это назвать сложно: несмотря на то, что полярный круг далековато, в это время суток здесь очень светло.

Пятый день путешествия (9 июля)

Будильник, завтрак, сбор вещей — за пять дней привык начинать утро в таком ритме. Выехал со стоянки, запарковал машину рядом с гостиницей: нужно было на карте навигатора найти место, откуда можно было бы посмотреть на Онежское озеро.

В интернет пишут, что в Медвежьегорске очень много скульптур медведя, чрезмерно много. Видимо, я где-то не там ездил или не туда смотрел, так как ни одной не увидел.

Начался дождь. Дорога, по которой вел навигатор, находилась в ремонте, и дорожное движение было затруднено. Он пытался вести меня какими-то малопонятными путями. Вообще, перед тем, как ехать в Карелию, лучше брать с собой атласную карту с как можно большей детализацией населенных пунктов, потому что некоторые, казалось бы, крупные города, для навигатора оказывались всего лишь точкой: невозможно даже было задать название улицы.

Чтобы хоть как-то попасть на берег пришлось расспрашивать местных жителей.

Заметил, что перед тем, как указать дорогу, меня спрашивали, с какой целью я интересуюсь. Возникло ощущение, что прошу показать дорогу на какой-то особый объект. Радует такое отношение местных жителей к своему озеру: боятся, видимо, что браконьерить начнут или просто замусорят берег.

Кое-как я все же выехал к воде. Ожидал увидеть немного другое, но, видимо, проезжей дороги к берегу в другом месте больше нет.

Следующим по плану было посещение первого шлюза, начала Беломорск-Балтийского канала. Находится это место в двадцати километрах от Медвежьегорска, недалеко от пос. Повенец. Удивила плотность кустарниковых деревьев на обочинах некоторых участков дороги, настоящие джунгли. Кажется, сквозь них нереально даже пробраться.

Проехав сам шлюз, паркуюсь на обочине. Фотосъемка на этом объекте запрещена, впрочем, как и на остальных гидросооружениях в нашей стране. Не сказал бы, что увиденное меня сильно впечатлило: это обычный шлюз, подобные которому я уже видел. На берегу канала расположена небольшая часовня.

А дождь всё шел и шел. Следующий пункт — пос. Надвоицы, который находится в 20 километрах от города Сегежа. Поселок известен тем, что неподалеку от него находится небольшой водопад — Надвоицкий падун.

Отрезок трассы М18 Кола в сто километров...

То самое чувство, когда листаешь фотографии летней дороги... Снова тянет туда, но не ясно куда: в лето, в дальнюю дорогу или в чувство свободы, которое ты ощущаешь в пути, когда уже снялся с якоря, когда тебя не ждут там, где проснулся и в то же время не ждут там, куда едешь, ведь даже ты не знаешь, где сегодня уснешь. Есть лишь ты, авто и дорога: нет ни дома, ни работы, ни обязанностей, нет информационного шума, который окружает тебя в обыденной жизни.

Город Сегежа расположен в 9 километрах от основной трассы. На перекрестке располагается стоянка для автомобилей, есть небольшой мотель.

Дорога от Сегежи до поселка Надвоицы не самого лучшего качества, хотя большего ожидать и не следовало. Почему-то возникло желание остановиться и подробнее рассмотреть растения и камни, которые были на обочине.

По пути можно увидеть один из заливов оз. Выгозеро.

Когда заехал в поселок, показалось, что людей вообще здесь не живет, слишком мало народу было на улицах. Конечно, был обычный будничный день, все были на работе, но все равно какое-то чувство пустоты присутствовало.

По навигатору не совсем было ясно, как попасть на водопад, поэтому спросил у встретившихся мне дорожных рабочих дорогу. Поехал по их наводке. Через некоторое время попадаю в какой-то гаражный кооператив. Мне навстречу едет Митсубиси Лансер на местных номерах. Махнув водителю рукой, даю понять, что хочу спросить его. Дядя оказался очень добродушным, и не просто рассказал, как доехать, а еще и сопроводил меня до основной дороги, выведя из этих гаражей. Вообще, план, по которому надо было попасть к водопаду звучал приблизительно так: «два ж/д переезда, на третьем перекрестке налево, потом направо, еще направо, затем налево и там сам поймешь, мимо не проедешь». Понятно, что для местного это все очевидно, а я начал откровенно блуждать среди этих трех-четырех перекрестков, которые все были в пределах одного километра. Еду, упираюсь в железную дорогу, но есть грунтовая дорога направо, сворачиваю. Понимаю, что ни к чему не приеду, спросил у железнодорожных рабочих, правильно ли я еду. Разворачиваюсь, еду до исходной точки. Не в силах понять, куда ехать, снова спрашиваю прохожего. Мне уже чуть ли не руками поворот показывают, мол, вот же он, 200-300 метров и сворачивай. Самое забавное, что я несколько раз проехал туда-обратно мимо нужного перекрестка, потому что въезд на нужную лесную дорожку оказался загорожен какой-то строительной площадкой с кучами песка. Догадаться, что там есть столь красивый водопад без подсказок нереально.

Дорога идет через лес, сворачивая на некоторое подобие дамбы. Очень узкая дорожка, где невозможно разъехаться двум авто, ведет прямо к водопаду. Она образована из смеси грунта и каких-то валунов, из которых строили эту дамбу. Их острые края иногда задевают об нижнюю часть кузова автомобиля. Оставшиеся несколько метров до стоянки преодолевались очень медленно, почти как на внедорожном авто, когда такие проходят препятствия, боясь вот-вот опрокинуться. Еще переживал, что камни могут повредить мои шины, неудачно уперевшись в диск или просто пробив их острым краем под давлением.

Осматривая водопад и его окрестности, заметил, что какая-то дорога уходит вглубь леса. Спросил отдыхающую рядом компанию, куда можно дойти по ней. Ничего конкретного мне они не сказали. Захотелось все же сходить туда, да и просто прогуляться по этому перелеску. Надел кеды, более удобные для таких походов, взял рюкзак, закинув туда водички, и пошел.

Нормальная проезжаемая дорога через полкилометра превратилась в тропинку среди молодых деревцев. Шум воды довольно сильный: чуть позже увидел, что вода здесь течет почти по камням.

Если с этого места присмотреться на Падун, то левее от него можно увидеть другую ветку водопада размером поменьше.

Далее тропка заканчивается, однако береговая линия продолжается. Решаю, что нужно обязательно пройти дальше и посмотреть, что там. Пробираясь по камням, выхожу на край этого полуостровка и взору открывается такая картина:

Здесь настолько хорошо, что я не в силах даже молчать: восхищаюсь этой красотой! Отдельное удовольствие доставляет ощущение, что ты как будто находишься на необитаемом острове.

Посидев немного на этом островке, пошел обратно. Решил возвращаться через лес по другой тропке, чуть позже вышел на прежнюю дорогу. Спустился к берегу рядом с водой: интересные мхи растут на камнях, смотрятся необычно. Да и сами камни выглядят как какой-то минерал.

Вернулся на место стоянки. Отдыхающих уже не было. Тишина, и никто не мешает наслаждаться природной красотой этого места.

Время где-то около пяти вечера, нужно ехать в Беломорск и уже там искать ночлег. Также этот город первый на моем пути, где есть возможность выйти к Белому морю.

Приехал в город, начал обзванивать гостиницы из списка. Все оказались заняты на эту ночь. Спросил у таксистов, где можно заночевать, те дали какой-то адрес. По приезде выяснилось, что тут тоже мест нет. Администратор объяснила это тем, что много туристов в это время едут на Соловецкие острова. Сказала, что если ничего не найду в городе, приезжай, куда-нибудь приютим. Поблагодарил, пошел к выходу.

Время девять вечера. Море здесь не посетил, досадно немного, но в следующих городах выход к нему тоже есть, потому еду дальше к Северу, в город Кемь. Возможно, там найду себе ночлег, а может, и по пути какой мотель при дороге попадется. Решил, что если ничего не нахожу в Кеми, то останавливаюсь на ночь на заправке, отпиваюсь горячим чаем и сплю в машине, а может и вовсе попрошусь в подсобном помещении заправки заночевать. Особенно радовал тот факт, что на улице было около 10 градусов тепла и холодный ветер. Вообще в городах Белого моря было очень холодно для середины июля.

До Кеми так ничего и не нашел. По телефонам из списка все гостиницы вновь заняты. Подъехал к таксистам, спросил, где заночевать тут можно. В ответ слышу: «Все гостиницы щас забиты, сезон». Также сказали, что в городе всего две гостиницы. Постепенно начинает приходить понимание, что сплю я сегодня на улице. Пошел в магазин рядом с площадью, где стояли таксисты, за пакетом лапши быстрого приготовления и хлебом. Хлеба нарезанного не оказалось, только полбуханки целых. Хотел также взять парочку сосисок — купить у них можно только килограммовый пакет. Идеальным решением оказались сосиски в тесте, которые продавались тут же. Взял все это и поехал к заправке, которую приметил, когда заезжал в город.

На часах десять вечера. Остановился на обочине, позвонил еще раз по номеру из списка в надежде случайно найти место для ночевки. Администратор ответил, что мест нет, и дал номер, который у меня уже есть в списке. В первый раз не дозвонился. Жду десять минут, звоню. Повезло, номера есть. И цена в принципе нормальная, учитывая мои обстоятельства и то, что сейчас сезон повышенного спроса. Бронирую по телефону и еду к таксистам выяснять, почему говорят, хотя сами не в курсе. Приблизительно ответили: «Ну вчера заняты все были...». Без комментариев. Спросил, как добраться до гостиницы. С их помощью и дополнительными подсказками наконец-то нашел её.

Номер простенький, не соответствует цене, как мне показалось, но выбора нет: сумки на пол, умываться, нетбук, краткие заметки, спать.

Шестой день путешествия (10 июля 2014 года)

Сегодняшний день можно охарактеризовать как выходной: так получилось, что на пути моего следования следующее запланированное место посещения — это Национальный Парк Паанаярви, а до него еще ехать и ехать. Решено просто добраться до поселка Пяозерск, где находится администрация парка, в нём заночевать, и на следующий день, уже отдохнувшим, посетить заповедник.

Позавтракав и собрав вещи, спустился к стойке регистрации: нужно было выяснить, как проехать к побережью Белого Моря. Девушка сказала, что выход в море находится в поселке Рабочеостровск, и именно туда следует ехать, чтобы увидеть более-менее красивые виды. Поблагодарил, попрощался и пошел к машине.

Рабочеостровск находится в двадцати километрах от Кеми.

Пока ехал, размышлял о том, насколько все-таки внезапна и переменчива жизнь, да и, вообще, всё то, что с нами происходит: если бы мне раньше сказали, что летом 2014 года я увижу Белое море, то не поверил бы. (Да и сейчас, первого декабря 2014 года, набирая эти строки, как-то слабо верю, что это всё происходило: я?! Белое Море?! Карелия ?! Путешествие на край материка?! С ума сойти...)

Поток мыслей как-то сам собой прекратился, когда я приехал в поселок. Спросив местного жителя, как попасть на побережье, узнал, что ехать надо к морскому порту.

Добрался туда, остановился около шлагбаума. Навстречу мне вышел охранник. Я спросил у него насчет возможности прохода на территорию порта и ведения фотосъемки. На удивление, оказалось, что можно: как-то привык уже, что на таких объектах просто так не пофотографируешь. Хотя порт и обычный, сельский, но мало ли.

Пока шел к берегу, видел машины на стоянке: были автомобили из многих регионов, но в основном, конечно, из Ленинградской и Московской областей.

Приближаясь к воде, увидел побережье из камней и какой-то гранитной массы. Решил спуститься туда и походить по камням. Они покрыты водорослями и какими-то скользкими микроводорослями, похожими на слизь. Море подвержено приливами и отливам, и сейчас, судя по обнажившемуся подводному миру, как раз время отлива. Шагая по камням, надо смотреть сначала, куда вступаешь, иначе можно запросто поскользнуться и упасть.

Пофотографировав острова на горизонте, пошел назад с целью подняться на причал. С него наиболее хорошо виден большой остров напротив: можно заметить, что основа острова состоит из камня; большая часть поверхности покрыта мхами.

Побыв какое-то время здесь, пошел обратно к ожидающей меня машине; навигатор получает новые координаты: поселок Пяозерск.

И вновь еду по полюбившейся мне «восемнадцатой» на встречу с Океаном...

Всё больше камня по обочинам, больше мха на валунах, больше озер и болот вокруг: реально ощущаешь, как с каждым километром планета меняет свой облик. Живая...

На дороге между п. Кемь и п. Лоухи ведутся дорожные работы, кладут новый асфальт, поэтому километров двадцать пришлось ехать по пыльному грейдеру.

Еду и вижу, как экскаватор, пропуская авто передо мной, просто встает по середине дороги и выставляет ковш так, что проехать становится невозможно. Его водитель мне жестом объяснил, что ехать дальше нельзя. Остановился, думал, что минут десять-пятнадцать не более придется ждать, чтобы встречный поток пропустить. Проходит двадцать минут, сзади образовалась очередь, всем надо ехать. Периодически экскаватор выпускает машины, но ставит ковш обратно.

На горизонте, в перекрытой экскаватором зоне, появляется авто с желтой мигалкой, приближается к нам и, не доезжая немного, разворачивается поперек дороги, останавливается. Внезапно появляется сигнальный салют вверх, желтого цвета. Через секунду взрыв на горизонте. Чуть запоздав, доходит и взрывная волна. «Ох....нно!» Оказалось, что здесь так делают дороги: иногда надо взрывать каменные породы. Через десять минут еще салют. Я уже приготовил фотоаппарат, но взрыва не последовало.

Откуда-то сзади показалась машина, едущая по встречной полосе в объезд собравшейся пробки. Они подъехали к дорожникам, поговорили, развернулись и, поравнявшись с моим авто, сказали, что там дорогу завалило, часа два придется ждать, пока экскаваторы расчистят завалы. Досадно, конечно: я как раз первый стоял в очереди, чуть пораньше приехал бы сюда — и ждать бы не пришлось.

Вышел из авто, другие водители тоже начали выходить из своих машин. Подошел и, услышав их начинающееся возмущение, сказал, что ждать придется часа два. На что мужчина из авто, стоящего следующим за мной, сказал: «Всю мурманку взорвали сейчас, постоянно перекрывают, но там хоть объехать можно, а тут одна трасса». Поговорили немного, и я пошел обратно в авто. Посидев минуту, вышел обратно к ним, спросить, были ли сзади какие-нибудь кафе или типа того, хотя только что ехал по этой дороге. Надеялся, что мог просто не заметить или забыть. Они сказали, что нет там ничего: пятьдесят километров леса и дороги. Снова ушел в авто. Делать нечего: включил музыку, включил нетбук и начал записывать события предыдущего дня в свой бортовой журнал.

Трассу открыли. Хотя у открывшего её водителя катка и были какие-то сомнения, но машины из закрытой ранее зоны ехали, значит, нормально все. Пришлось двигаться в одну полосу и с перерывами, местами зацепляя нижней частью кузова автомобиля за дорогу.

Доехав до перекрестка, на котором нужно сворачивать на Пяозерск, заправился, так как неизвестно, где там вообще есть заправка в поселке. Вообще, в таких регионах, лучше лить полный бак при возможности, а не «300 рублей, 8 литров, пожалуйста».

От трассы М18 до Пяозерска около ста километров в сторону запада. Дорога сначала асфальтированная с какими-то редкими каменными шишками на дороге, причем довольно высокими, иногда цеплявшими по защите двигателя, когда не успевал их объехать. Такой отрезок трассы длился около тридцати километров. Вторая часть дороги — песчаный грейдер, который равняли гусеничным трактором: трясет буквально все авто. Мало машин на этой трассе, едущих, видимо, из местных поселков. По пути попадались озера и реки.

Заехал в какую-то деревню, показавшуюся мне Пяозерском. Спросил местную ребятню, гуляющую по улице, Пяозерск ли это? Они сказали, что да. Стал звонить в гостиницу, но меня обрадовали, сказали, что я не там, не доехал еще до асфальтовой дороги и таблички с названием поселка. Что ж, едем дальше.

Увидев магазин синего цвета, как мне сказали по телефону, остановился, перезвонил. Теперь мне далее более уточненный маршрут. Я, вообще, в селах слабо ориентируюсь почему-то: долго ищу нужное место, по два-три раза переспрашиваю у других. Доехал до края села, спросил местных, мне указали на гостиницу. Поднялся, спросил, что и как, оказалась не та. Продолжил искать первую гостиницу.

Поехал по указаниям мужчины, который вышел из магазина рядом и охотно мне объяснил, как добраться. Повернул налево, вижу автомобили с московскими номерами. Думаю, не зря тут стоят. Подошел к ним, переспросить. Они сказали, что вот же она, гостиница, и показывают рукой через дорогу. Какое все-таки секретное место выбрали. Вывеска спрятана за угол. Но цена и комфорт — на высоте. Чисто, свежо, телевизор плоский в номере, свой душ и туалет, бесплатно можно запарковаться, магазины рядом. Взял номер тут. Оплату принимают только наличными, которых у меня совсем мало было.

Выяснив, где находится у них сбербанк, поехал искать теперь его. И снова расспрашивал местных по пути.

Снять деньги с карты в их сбербанке — целое дело. Банкомата нет и, чтобы получить наличные, нужно отстоять очередь в кассу. Сложно все в селах, короче. Получил деньги, пошел заселяться.

Освежившись в душе после дороги, пошел искать хозяйственный магазин, так как мне нужен был клей для обуви. Зашел в первый попавшийся и удивился с цен: все компьютерные расходники, которые в интернете оптом скупают за гроши, здесь выложены на прилавки с многократной наценкой. Как они тут живут... Купил клей и пошел на выход.

Ближе к вечеру, сделав все хозяйственные дела, пообедав, решил сходить на озеро, которое заметил, пока искал гостиницу.

Побыл на берегу какое-то время да пошел обратно. Нужно было скинуть фотографии, видео, а так же записать события предыдущего дня и дня сегодняшнего.

Седьмой день путешествия (11 июля 2014 года)

Проснулся утром с надеждой сытно поесть, поскольку вечером мне говорили, что у них завтраки предусмотрены. Подхожу к стойке регистрации и выясняется, что у них только небольшой мини-бар в кухне, в котором есть шоколадки да газированные напитки. Кстати, вчера ужинал поздно ночью как раз в нем. В общем, сегодняшний завтрак состоял из чая и печенья, которое было куплено еще в Костроме неделю назад. Собрал вещи, поблагодарил за прием и отправился дальше.

Администрация парка находится на окраине поселка. Вообще, когда ехал по улице, то никак не мог подумать, что где-то там, впереди находится красивое офисное здание. Поднявшись на второй этаж, зашел в кабинет, где выдают пропуска на территорию парка. Менеджер, который работает с клиентами, спросил меня, какие места я хотел бы посетить, надолго ли планирую у них остаться и нужен ли мне ночлег (в самом парке есть очень уютные домики-избушки с печным отоплением, и при желании можно там остановиться). Сказал, что у меня только один день на всё про всё, на что он предложил мне более-менее подходящие варианты. Решил посетить водопад Киваккакоски и гору Киваккатунтури. Я думал, что там все более-менее рядом расположено, а сам парк это небольшая территория. Тут мне менеджер, выписывающий пропуск, выдает, что до горы идти шесть километров в одну сторону и до водопада четыре. У меня настроение чуть упало: не хотелось бы столько ходить, так как не спортсмен ни разу и могу не осилить. Причем он сказал, что за день можно все пройти. Взял я пропуск, купил карту парка, чтобы ориентироваться на местности, и поехал.

На выезде из поселка решил закупиться чем-нибудь съестным: в магазине прикупил связку бананов, пару сосисок в тесте да бутылку воды.

В километрах двух-трех от Пяозерска на перекрестке сворачиваю направо. Оказалось, что непосредственно до места ехать около шестидесяти километров, хотя на этапе подготовки к путешествию читал в интернете, что не более сорока.

Дорога грунтовая из камня и песка, похожа на стиральную доску. Несколько раз ударялся защитой двигателя о каменные кочки; камни, выскакивающие из-под колес, стучали по нижней части автомобиля. Скорость на таких участках совсем невысокая. Если отбросить эти неудобства, то дорога пролегает через очень красивые места: мелкие озерки, лес, холмы и горы на горизонте. И никакой людской цивилизации: на территории парка нет электричества, нет сотовой связи. За шестьдесят километров пути встретилось не более пяти автомобилей.

Пока ехал, думал, что водопад и гору так просто мне не осилить, и надо посетить что-то одно. Выбор пал на второе, так как водопады я уже видел, а вот в горах не бывал ни разу. Возле дороги стали появляться информационные таблички о том, что теперь дорожное движение идет в пограничной зоне: Финляндия совсем рядом.

На КПП показал пропуск и поехал дальше.

Места, откуда нужно начинать поход к тому или иному объекту парка обозначены указателями.

Добрался до своего, запарковался. Так как восхождение на гору довольно длительное по времени мероприятие, то необходимо взять с собой немного еды и воды и выгрузить все лишнее из рюкзака. Еще я зачем-то взял свитер, думал, что холодно будет на вершине. Так же прихватил с собой минимальный набор медикаментов.

Закрыв автомобиль, обошел его по кругу. Когда поворачивал на стоянку, что-то брякнуло справа в районе переднего колеса. Оказалось, пыльник генератора оторвало от крепящего металлического ушка и провернуло протектором шины в обратную сторону. Печально, но ничего удивительного.

Тропа для подъема заботливо сделана из дощечек, поэтому заблудиться довольно сложно, хотя кругом лес. Поначалу лестница меня утомила, потом подъем стал более ровным. С каждым километром лес становился все реже, открывая взору красоту окружающей природы. Абсолютная тишина, нет людей, ароматный запах трав и деревьев.

На пути встретились двое, которые так же шли в гору. Обойдя их, я продолжил идти вперед. Иногда останавливался, чтобы попить водички, перевести дух и почитать таблички, расставленные на маршруте.

Одно из мест, которые нельзя просто так пропустить.

Догнал группу молодых девушек с детьми. Судя по всему, до этого меня пропустили их родственники, родители или близкие, так как они спросили, далеко ли они внизу. Поболтали немного, и они пошли дальше, а я остался посидеть здесь чуть подольше.

Постепенно доски сменились на тропы, а потом и вовсе пошли каменистые основания. На одной из таких площадок взору открылась обширнейшая панорама окружающего пространства. Ощущение, что попал на другую планету: очень красивые холмы, бескрайний лес до самого горизонта. Я до этого не был в горах, точнее, не был в таком месте, где взору открывались бы такие красоты. Решил посидеть и на этом месте, насладиться моментом.

Тропа вела дальше, выше. Ступеньки, доски, камни и корни деревьев сменяли друг друга под моими ногами. Спустя какое-то время была сделана еще одна остановка, так как лес уже кончился, вершина горы была рядом. Представляет она из себя каменистое основание, местами покрытое мхом, наступая на который можно промочить ноги.

Маршрут проходит через горный разлом, образовавшийся, если верить табличке, более двух с половиной миллиардов лет назад. Справа от тропы есть озерцо с довольно чистой водой.

До вершины идти еще около километра, совсем немного осталось.

И вот она, вершина! Прекраснейший вид на Пяозеро!

Тут же на горе стоит крест. Вообще, на многих вершинах можно увидеть кресты. Почему их там ставили и ставят, мне не ясно, сильно не интересовался. Слева можно увидеть как раз тот водопад, который я решил не посещать в этот раз. Справа холмы и светит солнце. Здесь же рядом установлен каменный сейд.

Мои попутчики успели устроить небольшой пикник здесь и отдыхали после подъема.

Понаслаждавшись видами, решил, что нужно бы и перекусить. Ушел подальше от них, сел на краю склона, чтобы и видами полюбоваться и отдохнуть. Половина из заботливо уложенных бананов смялись и представляли из себя что-то кашеобразное, пришлось их в пакетик завернуть и убрать в рюкзак.

Минут тридцать-сорок просто сидел, смотрел, не мог поверить, что это вообще происходит со мной, и все это не во сне, а наяву. Когда планировал поездку, не думал, что попаду в такое место. Возникает очень необычное ощущение, что ты только что высадился на чужую планету.

Мои попутчики по-прежнему были тут. Кто-то их них смотрел вдаль в бинокль, кто-то фотографировался на фоне горы и озера. Ну, а я сидел и где-то в глубине души желал, чтобы они оставили меня здесь и поскорее ушли. Хотелось уединения.

Не одиночества, нет, а именно уединения: именно так можно назвать то, что ощущаешь в такие моменты. Может быть, впервые я понял тех монахов-отшельников, которые уходят подальше от людей жить в одиночку. Ведь здесь ты наедине с природой. Тут с трудом укладывается в мыслях, что спустя какое-то время тебе снова нужно сидеть по 9 часов в день в бетонной клетке, снова соблюдать режим дня, видеть одно и то же и гаснуть каждый день под этим гнётом.

Они ушли, а я остался.

Сначала хотел написать о своих мыслях в те моменты, но решил оставить это за кадром.

Пора собираться назад, хотя и сборов-то никаких: рюкзак накинул и все. Спускаться значительно легче, весь маршрут обратно прошел практически без остановок, если не считать перерывов на замену заполняющихся флэш-карт и аккумулятора фотоаппарата.

Вышел к машине, сел в тени беседки, чтобы отдышаться немного и попить воды.

Минут через десять пошел посмотреть, что можно сделать с оторвавшимся пыльником. До Пяозерска шестьдесят километров, и ехать это расстояние придется по не самой лучшей дороге. Постарался его выгнуть так, чтобы он не порезал мне шину в процессе езды. Нужна сварка, причем искать её нужно как можно скорее.

Дорога, камни, озера, спуски и подъемы — все это я видел по пути в парк, но когда едешь обратно, можно увидеть то, что не замечал ранее, всё кажется каким-то другим.

На въезде в поселок есть подобие автозаправки, точнее, какая-то огороженная территория, рядом с которой стоит обычная для всех заправок колонна с ценами. Здесь я хотел на всякий случай заправиться топливом, но просто не нашел, куда нужно подъехать, не было даже подобия колонки, из которой надо заправляться. Рискнул ехать до М-18 на остатке бака. Там же на территории расположена какая-то пилорама, как мне показалось. Хотел сварки попросить, но никого не нашел, уехал дальше.

Проезжаю мимо какого-то пункта приема металлолома, думаю, ну там уж точно есть сварочный аппарат, но, увы, его там не оказалось. Зато мне дали координаты местного автосервиса. Находится он возле пожарной части. Приехал туда, там сидели рабочие. Спросил у них, смогут ли чем-то помочь в моей ситуации. Они сказали, что уже поздно, в 18:00 все закрылось. Досадно, конечно, но они позвонили кому-то, видимо, сварщику местному, дали мне с ним поговорить. Спустя 15 минут он подъехал: сначала загнали мое авто на яму в гаражном боксе пожарной части, но потом решили варить прямо на улице с земли.

Пока он делал свое дело, я спрашивал его: как живется тут, почему не делают дорогу и вообще разговаривали «за жизнь».

Приварил, все вроде нормально, пора расплачиваться. Пока он делал, я прикидывал, сколько заплатить, рублей 500-600 нормально было бы. Он говорит: «1500 нормально, думаю, будет». Я малость шокирован был: ценник совсем негуманный. Вида я не подал, но очень опечалился его жадности. Выгреб все наличные из карманов, набрал 1100 и дал ему, сказал, что больше нет, вообще. После этого завел машину, решил ехать до Кандалакши сегодня, так как уж очень хотелось до Полярного круга доехать, несмотря на усталость.

Проехал буквально километр и слышу вибрацию металла на определенных оборотах двигателя со стороны этого пыльника. Похоже, крепление само по себе ослабло в том месте, где его вкручивают в металл.

Наконец-то нормальный асфальт, я снова на трассе. Заправился и стал обзванивать кандалакшские гостиницы. Нормальный вариант нашел практически сразу. Сказал, что часа через два приеду, так как ехать еще около ста пятидесяти километров до них. После этого сходил и плотненько поужинал в кафе при заправке.

Плавные повороты, скалистые холмы, покрытые мхом, лес, озерца и болота — всё это М18.

Полярный круг как-то внезапно появился, пришлось резко снизить скорость, чтобы остановиться на обочине.

Когда шел к стеле, какая-то глупая детская улыбка была на лице... ведь я так ждал этого момента. Еще до путешествия часто представлял, как буду стоять здесь, как окажусь в месте, где солнце по полгода не в силах закатиться за линию горизонта, а в другие полгода не может выйти из-за неё. Как, вообще, буду себя ощущать там, где ночью светло, как днем?!

Оторвал кусочек тряпки, повязал на ветке кустика, растущего рядом со стелой. В 22:30 11 июля 2014 года я впервые в своей жизни пересекаю линию Полярного круга. Здравствуй, новый интересный мир!

До Кандалакши оставалось где-то около 80 километров.

Граница Мурманской области позади, временно покидаю территорию Карельской республики.

По приезде в город несколько раз звонил администратору, чтобы найти гостиницу. Выглядит она как надстройка над баром. Что странно, у меня даже паспорт при заселении не спросили, просто по банковской карте оплатил проживание и все. Так же заказал на утро завтрак. Повели на второй этаж, показали номер, на удивление хороший. Кинул вещи, сам в душ. Немного отдохнув, пошел вниз в бар поесть, но после двенадцати вечера они не кормят. Взял кружку пива и арахис, сел за столик. Вокруг было много сильно выпивших людей. Сначала удивился, а потом вспомнил, что сегодня пятница, причем время уже позднее. Арахис пересоленный какой-то дали, так и не доел.

Поднялся в номер, поставил на зарядку всю свою технику, скидывал фотографии и видеоролики на нетбук.

Вид из окна удивлял: час ночи, а светло как днем, поэтому во всех гостиницах и, наверное, домах Заполярья стараются делать такие шторы, чтобы ночью свет сквозь них не проникал и не мешал спать.

Записав краткие заметки, погрузился в сон.