В поисках края земли (Северодвинск — п-ов Рыбачий)

17.10.2014 | 18476 просмотров

В поисках края земли

Всем доброе время суток.

Постоянно читаю отзывы и в своих поездках пользуюсь этой информацией, а вот написать о своем путешествии решился только сейчас.

Несколько лет назад в поисках края земли я побывал на Камчатке, которая поразила меня своей первозданностью и оставила неизгладимые впечатления. Но края земли там найти не удалось.

Теперь, благодаря отзывам и фотографиям наших дромовцев, я решил побывать на самом северном побережье России. Дальше лишь Северный Ледовитый океан.

Найти единомышленников, как всегда, оказалось сложно. То никого, то все желающие не влезают в машину. За день до старта пришли последние отказы. В результате стартовал экипаж из двух человек, правда, второго пришлось подбирать по дороге.

Итак. Маршрут: Северодвинск—Няндома—Каргополь—Пудож—Медвежьегорск—Кандалакша—Мурманск—п-ов Рыбачий.

Автомобиль Рено Логан 1,6 л. 2005 года с пробегом 95300 км. С кондеем и эл. пакетом.

1-й день.

В пятницу отпросился пораньше с работы и стартанул.

Трассу Северодвинск—Архангельск именно сейчас превращают в 4-х полосное шоссе, поэтому движение затруднено из-за реверсного движения на некоторых участках. На развилке в Архангельск проводятся грандиозные работы по строительству развязки. Здесь тоже пришлось постоять.

У деревни Зачачье.

Преодолев этот участок, я надавил на педаль газа до самого Брин—Наволока. Здесь также ремонт по расширению дороги на несколько километров.

До Двинского Березника доехал без проблем. Здесь я должен подобрать второго члена экипажа. Лена ждала меня в условленном месте. Поставили ее машину на стоянку, перекусили, в общих чертах обсудили план нашей поездки и в путь. Договорились, что раз мы в отпуске, никуда не торопимся. Больше будем смотреть по сторонам.

Не доехав несколько километров до Каргополя, мы остановились на берегу реки Волошка. У местных жителей поинтересовались наличием хорошего места для ночевки. Спасибо им за подсказку. Полянка оказалась чистой, с кострищем, хорошим спуском к воде и красивой природой.

Мой Логан слегка модернизирован под туристические поездки. Спинка заднего сидения поднимается к крыше, спинка переднего кресла опускается и получается ровная односпальная постель. Здесь с удобствами расположилась Лена, а я поставил для себя самошитую 1-местную палатку, которая верой и правдой служила мне в пеших и вело походах много лет.

Все приготовления (ужина и ночлега) проходили под свет фонарика. На этот свет налетело много мошкары, но взятая спираль от комаров без проблем решила вопрос комфорта.

Поужинали и провалились в бездонную ночь.

За день проехали 680 км.

Средний расход 6,9 л/100 км.

Средняя скорость 70 км/час.

2-й день.

Встали в 8:00. Утро теплое и солнечное. (Забегу вперед. С погодой нам очень повезло.) Произвели утренние процедуры, совместив их с купанием. Позавтракали и в 10:00 выехали на трассу.

За окном жарко. Почти постоянно работает кондиционер, даря нам легкую прохладу.

Каргополь проехали, не останавливаясь, т.к. там уже бывали.

В 11:00 жара за окном осталась, а асфальт закончился. Сначала была бетонка (бетонные плиты в четыре ряда). Ощущение было езды на поезде, когда постоянно перестукивают колеса, а потом началось что-то невообразимое. В районе д. Гавриловская поднялась такая пыль от впереди идущих машин, что временами не видно было капота своей машины. Несколько раз приходилось останавливаться. Ужасно было еще и то, что кое-кто ехал с выключенными фарами навстречу.

Два участка, 26 и 22 км от Каргополя до границы с Карелией, остаются грунтовыми дорогами. Вероятно, они такими и останутся, т.к. дорога проходит через Кенозерский заповедник.

На обед остановились в п. Пудож кафе «Уют». Обедаем здесь не первый раз, но горелые, каменные блины подали впервые. Попросили заменить на сырники, от которых были в восторге. А блины, оказывается, они сами не пекут, а только подогревают в микроволновке(!).

В 16:50 остановились на перекус, увидев по навигатору речку у дороги. Со второго раза нашли чудесное место на берегу. Огромный стол и скамейки. В речке плещется рыба.

Лена (заядлый рыболов) не удержалась и расчехлила удочку. Не зная какую наживку предпочитает местная водоплавающая, мы попробовали угостить ее копченой колбаской, хлебом, поймали парочку оводов. Обитателям местного водоема не понравились наши угощения, и мы остались без ухи. Зато получили море позитива от этой стоянки.

Перед Межвежьегорском заехали на место расстрела 1937 года «Сандармох».

Материал из Википедии:

Сандармо́х— лесное урочище в Медвежьегорском районе Республики Карелия, в 12 км от Медвежьегорска по автодороге А119 «Вологда — Медвежьегорск», где на площади 10 гектаров в 1937—1938 годах расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей.

Это одно из самых больших на Северо-Западе России захоронение жертв репрессий 1937—1938 годов. Преимущественно, это были спецпоселенцы и заключённые с Беломорско-Балтийского канала (каналоармейцы) и Соловецких лагерей, а также жители окрестных сёл. Всего на этой территории было обнаружено 236 расстрельных ям. Расстрелы проводились тайно, впервые захоронения их жертв были обнаружены в июле 1997 года.

Увиденное впечатляет масштабами. Рядом могилы и памятники славянам, мусульманам, евреям, русским, украинцам, прибалтам… В часовне находится книга памяти, в которой увековечены 7 тысяч имен расстрелянных здесь.

В районе Медвежьегорска заехали посмотреть финские оборонительные сооружения. В скальных породах вырублены проходы, помещения. Все это в нескольких уровнях. Здесь же сооружены огневые точки.

На ночь остановились в 22:30 на берегу озера. Отличное место для отдыха. Правда, из-за больших камней, было трудно заехать.

Комаров нет. Жара спала.

Развели костер. Поужинали. Опять провалились в бездонную ночь.

За день проехали 540 км.

Средний расход 7 л/100 км.

Средняя скорость 69 км/час.

3-й день.

Подъем. Завтрак.

В 8:45 трогаемся в путь.

Сегежа.

Шаваньская плотина.

В 11:50 решили заехать в Кемь пообедать. Это 16 км от трассы.

Столовую нашли с трудом. На здании большая вывеска «Столовая». Вход находим с третьего раза под вывеской «Федеральная налоговая служба». Заходим. Вместо службы магазин «Мебель». Поднимаемся на второй этаж. Перед нами вывеска ресторан «Прибой» — смесь ресторана и ночного клуба. Интерьер описать тяжело. Смесь всего и вся. Пластиковые столы разного калибра, но одинаковые салфетки под приборы и оригинально завернуты приборы. Специй и салфеток на столах нет. Вокруг зеркальные панели стен, цветная мозаика из стекла, блестящие металлические трубы и даже шест посередине зала. Туалет — отдельная песня. Дверь в мужские апартаменты со следами многочисленных взломов. Огромные засовы на дверях кабинок, как будто засовы охраняют стратегические объекты. Раковина существует отдельной жизнью от смесителя, который висит в самой раковине на гибком шланге.

Сил не было искать другое заведение, и мы остались, закрыв глаза на интерьер. Покушали, на удивление, хорошо. Цены демократичны. Меню и сами блюда понравились.

Кемь не понравилась. Дороги отвратительные. Дома обшарпаны. Хотели посмотреть на часовню из фильма «Остров», но желания ехать по такой дороге не появилось.

По дороге на трассу остановились в населенном пункте Сокол, где раньше базировался авиаполк СУ-15.

Сейчас здесь остался лишь корпус самолета, сопла которого замурованы в постамент. Под крыльями подвешены макеты тепловых и радиолокационных ракет, которыми оснащались зти машины.

От Кеми проехали 170 км. Первая остановка АЗС «1008 км». Отель. Кафе. За 2-местный номер просят 1400 руб., но при этом не работает душ. Дороговато без душа. А мы хотели именно в душе снять усталость с дороги.

Поехали дальше.

1058 км. АЗС. Кафе, душ, туалет.

1107 км. АЗС. Кафе. Гостевой домик «Зеленоборский». Канал Княжеской губы.

В 19:20 въехали в Кандалакшу. Здесь надо было выполнить некоторые поручения родственников. Удалось сразу связаться со знакомыми и договориться на завтра о встрече.

Устроились в гостинице «Беломорье», что в центре города. Кстати, можем рекомендовать.

Вид со смотровой площадки.

Шел небольшой дождь, но мы все равно решили съездить на смотровую площадку, чтобы завтра на это не тратить время. Насладившись прекрасными видами Кандалакшского залива, стали интересоваться дорогой на «Вавилон». Это лабиринты из камней, построенные до нашей эры. Спасибо местным жителям, которые откликнулись на нашу просьбу. Забыл, как зовут водителя, который позвал своего брата, и они показали наиболее короткий и легкий путь до «Вавилона».

Посоветовавшись, мы решили посмотреть лабиринт сегодня, хотя в планах он был на следующий день. Вместо заявленных 40 минут мы добирались больше часа. Кружили вокруг и не видели. Пришлось просить «помощь друга». Рядом стояли туристы. Они не только показали нам дорогу, но сами пошли смотреть. Долго блуждали по лабиринту в поисках выхода, но никто не остался там. Выход нашли все.

Из дневника Лены: Лабиринт оставляет странные ощущения. По нему можно долго ходить кругами, а можно быстро оказаться у выхода. Совершенно непонятно его назначение, и это завораживает. Считается, что ему около 2 тыс. лет.

Природа здесь потрясающая. Дороги вдоль берега по сопкам напоминают Крым. Такие же виражи и скалы.

А вот обратная дорога к машине запомнится надолго. Дорога идет все время вверх. Поворот направо. Поворот налево. На последние два подъема сил не осталось. Рады были остаться там, но… Если бы вечер был такой же солнечный и теплый, как вчера, то мы точно не смогли бы добраться до машины. Так устали. Я давно не испытывал такого чувства усталости.

В гостиницу пришли в 23:00. За окном еще светло, а в предыдущие вечера в это время мы зажигали фонарики.

Гостиница «Беломорье». Нам предложили на выбор два варианта эконом номера. За 1700 руб. с совдеповской мебелью (но хорошего качества) и за 2200 руб. с современной мебелью и телевизором. Мы выбрали первый вариант. В стоимость номера входит завтрак.

За день проехали 530 км.

Средний расход 7,0 л/100 км.

Средняя скорость 70,8 км/час.

4-й день.

Завтрак. Шведский стол.

После завтрака я отправился по своим делам, а Лена пошла «шопить» по местным магазинам.

Время близилось к обеду. Решили пообедать здесь же в «Беломорье». Комплексный обед 220 руб. Зашли. Ищем раздачу, меню, ценники. Ничего этого нет.
— Выбирайте что хотите, — ответили нам.

Здесь же обедает много финнов. Смотрим, в процессе обеда, а кто и по его окончании, подходит к даме-администратору, называет ей блюда, которые он взял. Дама выносит вердикт: надо оплатить стоимость комплексного обеда (220 руб.) или доплатить, т.к. взято вне списка. У нас с Леной немного отличалось меню, но мы вписались в комплексный обед. Мы так и не поняли принципа этой бухгалтерии. Такой комплекс (или шведский стол) мы встретили впервые.

Подкрепившись, мы отправились в направлении Мурманска.

По дороге заехали на водопад «Черный падун» на р. Колвица. Гранит около водопада черный. Много водяной пыли, кажется, что идет дождь.

Черный падун.

Трасса «Кола».

За пару десятков километров до Мурманска началась грунтовка. Это делается грандиозная развязка перед Мурманском. Открывается прекрасный вид на город с сопки. Город внизу, как на ладони. Сопки. Дома стоят лесенкой.

Ночлег долго искать не пришлось. У меня был список отелей, адреса, телефоны. Заселились в хостел на ул. капитана Орликовской д.2. «TERMINAL HOSTEL». 2-местный номер за 2200 руб. Кухня. 3 туалета. 2 душевые кабины. Стиральная машина. СОВЕТУЕМ.

Из дневника Лены: Впечатления о хостеле самые замечательные. Если до этого я засыпала от усталости, то в хостеле — от блаженства. Кровати новые. Мягкие матрасы. Везде все новое и чистое. Хостел находится в жилом доме. Два 2-местных номера, один 3-местный и один 5-местный 2-комнатный. Один люкс. Вечером интересуются к какому времени ПРИГОТОВИТЬ завтрак(!).

РЕКОМЕНДУЕМ. т. 25.07.94 8.953.300.31.31

За день 350 км.

Средний расход 7л/100 км.

Средняя скорость 69,7 км/час.

5-й день.

День знакомства с городом. Мы оба ни разу здесь не были.

На берегу Семеновского озера.

Обошли все известные нам достопримечательности, посетили краеведческий музей (очень понравился), были у рубки легендарной подводной лодки «Курск».

В этот день была очередная годовщина гибели лодки. Много людей пришло почтить память погибших. Возложено много венков и цветов.

— Вы знали кого-то из погибших? — спросил я у мужчины, возлагавшего цветы.
— Нет. Я доставал погибших из отсеков, — ответил он.
— А мы участвовали в строительстве «Курска».
— Да, строить приятнее, чем доставать тела погибших…

Алеша.

Вид на город.

Посмотрели «Алешу», ледокол «Ленин», Мемориал морякам, погибшим в мирное время, Морской православный храм Спас-на-водах, морской порт, оз. Семеновское, пл. Пяти Углов, Мурманский океанариум.

Он является самым северным океанариумом в мире. Это также единственный в Европе комплекс, где обучаются и выступают арктические тюлени. Самый известный артист Мурманского океанариума тюлень Филя, он является самым возрастным серым тюленем, выступающим в цирках мира. Ему исполнилось 26 лет. Наш самый усатый артист — морской заяц Дик, единственный дрессированный морской заяц в России, умеющий играть на музыкальных инструментах.

6-й день.

После обеда выдвинулись в сторону п-ва Рыбачий. На этой трассе встречается очень много памятников защитникам Заполярья. Остановились у Мемориала «Долина Славы». Случайно обнаружили, что танк можно посмотреть изнутри. Мы не упустили этой возможности и проникли вовнутрь.

Мурманская область. Край земли, а дороги великолепные! Ехать одно удовольствие.

Доехали до Титовки. Погранцы проверили паспорта. Правда, Лена не смогла найти своего, но нам поверили под честное слово. Началась грунтовка и водопады.

На одном из порогов наблюдали, как лосось идет на нерест. Какая сильная рыба! Сколько надо силы, чтобы подняться на несколько метров, прыгая в бурлящем потоке!

Лужи, валуны, торчащие из земли… Приходится осваивать фигурное вождение. Все чаще начинаю жалеть своего Серенького друга. Не его эти дороги. Королями здесь чувствуют себя джипы, которые беспрепятственно обгоняют нас. Правда, одного NISSAN Trial смогли обогнать и мы, но это случайно.

А какие там открываются виды… Останавливаться можно через каждые сто метров или после очередного поворота.

Интересный разговор произошел в дороге. У Лены сын отдыхал в Крыму. В очередном разговоре по телефону она спросила о его планах на сегодня. Сын ответил, что поедут на о. Рыбачий…
— И мы на Рыбачий. Может встретимся?
Сын на крымском Рыбачьем, а мать на другом конце — на Кольском.

Вот очередной спуск и…

Все посторонние мысли прочь. Лена кричит: «Тормози!» Впереди разбитая дорога, большие камни. Кажется, мы приехали. Выходим из машины и оцениваем ситуацию. В это время подъезжают УАЗик, за ним PATROL. Мы наблюдаем за их спуском. Снизу подходит L200. Женщина выходит из машины и поднимается пешком, а два мужика пересаживаются в кузов для утяжеления заднего моста. Спуститься я могу, во всяком случае на пузе скатиться, а вот подняться не смогу однозначно. Этот подъем усеян обрывками буксировочных тросов различных размеров.

Произведя опрос, выяснил, что это самый проблемный участок. Дальше дорога нормальная. Долго ходил вперед и назад, обдумывая, как можно без особого риска подняться. С тяжелым камнем на сердце согласился с Леной повернуть обратно. Не захотелось убивать машину. А ведь на Среднего осталось только въехать. Вот наши координаты N69.35.601 E31.58.502.

На ночь остановились на крутом берегу Титовки. Насобирали очень много грибов, растущих прямо на дороге. В первый раз я ел грибовницу из одних грибов, т.к. их было очень много.

Р. Титовка. Отлив

Очень удивил отлив, который почти осушил Титовку. Что-то похожее видел в Онеге (на Белом море). Там берег оголяется на несколько километров.

За день 140 км.

Средний расход 7,1 л/100 км.

Средняя скорость 63 км/час.

7-й день.

В 12:30 выехали. Надо выбрать маршрут. Предлагалось два варианта: 1. той же дорогой. 2. Через Петрозаводск, Кивач, Белозерск, Вологда, Северодвинск. В процессе долгих и мучительных переговоров был выбран первый вариант.

С погодой нам везет. Прошедший ураган с Великобритании обошел нас стороной. В Мурманске всю ночь лил дождь, а вот туристы на Рыбачьем его ощутили. Им пришлось натягивать на себя всю теплую одежду. Дождь, снег и ветер не дали спокойно провести ночь.

Из дневника Лены: Всю дорогу перевариваю свои впечатления от Кольского п-ова. Не ожидала, что впечатлит больше, чем Крым в прошлом году. Чистейшая вода в реках, большое количество иван-чая. Много путешествующих. Кто на чем. Встретилось несколько групп велотуристов. Семейная пара с ребенком лет 10-12 объехала Рыбачий по периметру. С Питера на поезде они доехали до Мурманска, а потом пересели на велосипеды. А вот мы не смогли. Думаю, для этого нужен джип или мотоцикл. Обидно на последнем спуске поворачивать обратно.

Может, это и к лучшему…

Еще сильные впечатления остались от перерытой здесь земли и большого количества колючей проволоки (думаю, немецкой). Угадываются три линии заграждений. Даже столбики с приколоченной проволокой лежат. Много разрушенных укреплений, окопы, остатки блиндажей. Недалеко проходит дорога, которую построили немцы за два года присутствия здесь. С тех пор ее никто не ремонтировал, но все ею пользуются.

На скалах вдоль дороги не только вандальные надписи «здесь был…» , но и «помни войну», которую мог сделать только альпинист.

Много памятников вдоль дороги погибшим в этой страшной войне. Остановились у «Мемориала Долина Славы». Кстати, проезжающие мимо автомобили подают сигнал.

В общем, я очень благодарна Володе, что он оторвал меня от грядок и кухни. И погода помогла нам поддерживать хорошее настроение.

У кафе «1285».

На ночь остановились на АЗС у поворота на Кемь. Сделали салатик и бай-бай. Первый раз спим оба в машине. Не ожидал, что будет так комфортно отдыхать. Ну и, как обычно, только тело приняло горизонтальное положение — мозги отключились.

За день проехали 670 км.

8-й день.

Подъем, как всегда, в 8:00. Умылись, перекусили в кафе и в путь.

В 11:00 заехали в Медвежьегорск на обед.

По дороге придумали одну вещь. После обгона дальнобоя или другой машины, которая подсказывала, что дорога свободна, Лена решила сама нажимать кнопку аварийки, благодаря за подсказку. А выглядело это приблизительно так: мы обогнали, и она спрашивает: нажимать?
— Нажимай.
И она благодарит вежливых водил.

В 17:00 заехали в Пудож. Отдохнули, накупили сувениров.

Пудож.

И вот подъехали к границе Архангельской области. Здесь заканчивается асфальт и начинается 26 километров федеральной трассы грунтовой дороги, а потом еще 21 километр такого же грунта по Кенозерскому заповеднику. Мы предположили, что здесь никогда не положат асфальт из-за статуса «ЗАПОВЕДНИК». Эту грунтовку преодолевали под большим дождем. Дворники не справлялись, и несколько раз приходилось останавливаться, чтобы переждать заряд непогоды.

Вечер нас застал под Каргополем. На въезде увидели номер телефона гостевого дома «Горница» и позвонили. Снаружи это складской ангар, разделенный на две половины. Вторая половина облагорожена сайдингом и переоборудована под гостевой дом. Внутри довольно прилично. 500 рублей с человека за 2-х местный номер, в котором стоит еще диван. Удобства в номере. Кому нужен только отдых — рекомендуем. (тел.89214841129)

За день проехали 610 км.

Средний расход 6,8 л/100 км.

Средняя скорость 74 км/час.

9-й день.

Подъем в 8:00.

В 9:00 выезжаем.

Дорога до Дв. Березника ничем особым не запомнилась.

В Дв. Березнике нам пришлось расставаться — Лена уехала к родителям в деревню, а я…

У меня еще неделя выходных. Появилось желание махнуть в родную деревню, что в Вологодской области. Ностальгия по детству. Позвонил матери, чтобы сообщить о своих планах. В ответ услышал тревожные нотки в ее голосе. Принял решение ехать домой.

Поздно вечером приехал домой. На этом поиски края земли для меня закончились.

Не очень удачная получилась поездка, но общее впечатление осталось хорошим. Есть повод вернуться в те края снова и увидеть все то, что не смогли в этот раз.

Общий пробег 4315 км.

Бензина израсходовали 315 л.

Общий бюджет поездки 30.000 руб.

Всем ни гвоздя, ни жезла.

Спасибо всем, кто дочитал до конца.

Русский Север впечатляет.. За душу крепко взяли фото ГУЛАГа.. Отчёт прекрасный и разнообразный, не нудный, что стоит такая красота, как жареные грибочки с запотевшей бутылочкой...))

Архангельск
Молодцы, с удовольствием бы вырвался в поездку, но отсутствие свободного времени всё убивает.
Nissan Murano, 3,5 LE, 2010

поездка супер! жаль мы слишком далеко от вас... так хочется поездить по этим краям. отлично! 5

ИНФОРМАТИВНО И ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО...

легко и увлекательно читается Ваш рассказ.
фото очень интересные, виды завораживают
а вообще, вы - большие молодцы, респект !
спасибо.

Нормально съездили

Санкт-Петебрург
pazik124:
Нормально съездили
Обожаю такие комментарии
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Все не прочитал, но и того, что успел, достаточно для первого впечатления. И мне кажется я уже читал этот отчет где-то на личной страничке автора. К сожалению в тексте нет ни одной даты, мне думается это путешествие не этого года. Более того, я не увидел сроков, даже месяца, а это в данном случае критично! Конечно, как для литературно-художественного произведения это неважно, но с точки зрения руководства к действию есть нюансы. К чему я всё это? В июле я потратил свой отпуск для поездки на Рыбачий, конечно предварительно читал отчеты, в том числе логановодов на профильном форуме, и Записки оки-перевертыша на Дроме. И те, и другие в прошлом году не добрались до Края земли несколько километров, хотя ока объехала Средний по периметру. Все дело в уровне воды в бродах, он весьма различается в зависимости от погоды и даты. В этом году в июне на перевале, с которого не смог спуститься автор, ещё лежал снег, и даже джипы пробиться не могли. Конец сезона посещения в сентябре, самые краски тундры! Также традиционно в начале(?) сентября на Среднем военные проводят учения с боевыми стрельбами, дороги закрывают, но под раздачу модно попасть, да и просто приехать и оказаться у разбитого корыта нехорошо. Координаты Перевала неверны, он где-то тут вроде http://wikimapia.org/#lang=ru&... Я также как и автор подъехал к нему вслед за шнивой, глянул вниз - делать нечего, пополз потихоньку. Наискосок в узком жолобе спуска идут "волны" скального грунта, обильно сдобреные сыпучкой. Уже у самого низа цепанул одну волну пузом или балкой, но у меня лифт и колеса нестандарт - до защиты 210, до задней балки 180. Все время пребывания на полуостровах беспокоился, что не смогу подняться без сторонней помощи, но по возвращени оказалось, что есть достаточно ровный объезд рядом, вот только он по голым скалам с опасностью вылететь насмерть при подъеме с разгону. Ну и конечно нужна сухая погода! Это лето, как говорят и прошлое, было аномально сухим и жарким для тех мест. На среднем видел на берегу моря логан фаза 2 и иномарку-пузотера, говорят местные к музею обороны Муста-Тунтури ездят на жигулях классике, хотя дорога там волнами и приличный брод в 1,5 километрах до домиков. Опять же встречал упоминание, что перевал военные раскатали в том году, вроде как до этого было проще. Читал байку, что пятеро парней из Москвы доезжали под маяк на Рыбачьем, на мыс Немецкий, на семерке жигулей. И склонен этому верить, ведь им повезло с погодой, как и этой паре на первом фото ниже. Чуток моих фото https://forums.drom.ru/travel/t... Не стоит считать, что всё так просто. Недаром там ездит столько джипов, и те не всегда возвращаются своим ходом. Дорог там много, но объехать Средний по периметру способны в основном кроссоверы с приличным просветом, а Рыбачий по периметру далеко не каждый подготовленый джип, и не в одиночку. Разбитые остовы машин вдоль дорог тому подвтерждение.

ВОРОНЕЖ
через плесецк ехали на каргополь ?

В любом случае за автора можно только порадоваться, он что называется выполнил культурную программу, посетив уйму достопримечательностей, пособирал грибов-ягод, отдохнул на природе. А Рыбачий у него ещё впереди ) Отчет вкусный.
rick777rick:
жал ь мы слишком далеко от вас... так хочется поездить по этим краям. отлично! 5
Если вы действительно из Казани...

Нравятся мне фотки еды, сначала грибочки свежие,потом жареные, рыбы наловили-уха. )))

КРАСНОДАР
"Произведя опрос, выяснил, что это самый проблемный участок. Дальше дорога нормальная. Долго ходил вперед и назад, обдумывая, как можно без особого риска подняться. С тяжелым камнем на сердце согласился с Леной повернуть обратно. Не захотелось убивать машину. А ведь на Среднего осталось только въехать."

- а я думал, что один я такой:) В прошлом году я там был, правда на кроссовере. Мне казалось, что я один там прифигел, когда спускался, оказывается нет.
Спуск-подъем действительно крутой, да и еще тяжелая техника повыкапывала ямы и раскидала камни сурьезные. Там нужна понижайка и хороший дорожный просвет, чтобы не боятся, что вернешься обратно. Или же нужна будет помощь в подъем, так что берите хороший трос. Это как раз не доезжая Среднего. Я все-таки забрался, но с 3-го раза, и слегка подпалил автомат.

класс, какой раз читаю, природа еще и пронизана Славой предков, когда нибудь я туда доеду
Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. (с) проф. Преображенский

КРАСНОДАР
Вот еще фото этого проблемного участка.

Suomi,Finland
Молодцы Поморы 29 !!!
Legacy BM 2,5 S cvt

Сдержанный, толковый рассказ. Спасибо.
Нет ничего красивее русского Севера. Студентом бывал в тундре на Кольском по и на островах под Кандалакшей - до сих пор стоят перед глазами.

Большой
Спасибо, хороший ненавязчивый рассказ для вечернего отдыха, интересные фотографии.
Добрый хозяин в минус 30 жену под одеяло выгоняет:)

Отличный отчёт! И правильно, что не поехали дальше, на Логане там мало куда можно доехать, разве что Средний обогнуть с восточной стороны, или до музея обороны Заполярья добраться. И на этом подьеме-спуске тоже не всем вёзёт. Памятники видели наверно справа, а прямо под обрывом:
Мой отзыв: Ford Focus 2008

Описанные объекты интересны, но не люблю рассказы - дневники. Такого-то приехали туда-то, израсходовали столько то... Друзья! Притягательность места для себя определяю не количеством денег и времени, которые необходимы для его посещения, а эмоциями, которые, возможно смогу испытать. Об этом скупо...

Спасибо за отзыв! Приятно читать про свой край, интересно взглянуть на виданное гостями.

Северодвинск
Молодец,земляк!!! Неплохо прокатился.Жаль,конечно,что не выполнил всю программу.Но не беда.Для меня отзыв ваш важен,как информация.В отпуске собираюсь в те края.В Сегеже родственники жены.Зовут в гости.
Мой отзыв: Лада Гранта 2013

Северодвинск
Насчет дороги Северодвинск Архангельск Вы ошибаетесь, ее превращают в трехполосное нечто. Четырех полос никто не планирует.

Был на Рыбачьем в августе.
Ничего сложного не было (лето сухое было, воды мало), до Немецкого доехали.
На фото - мыс Немецкий. Перевал вид снизу (машина видна, оказывается ждали посмотреть как мы поднимемся) и вид сверху (виден объезд справа), в реальности, конечно страшнее смотрится.

Фото недоприцепил

Плато Путорана
Молодцы отцы!
У вас есть право прожить свою жизнь согласно собственному пониманию.

Говорят переднеприводные лады задом на ту горку заезжают, не знаю правда ли.
С моим клиренсом в стоке 233 мм и понижайкой проблем не было, обратно только в одном месте услышал легкое короткое шелестенье.
Кстати был где-то в районе 18-20 июня! Снег местами был, но уже пробитый и дороги свободные. А вообще по Рыбачьему действительно подготовка машины нормальная нужна, что бы головой не болеть.
Или, у нас сейчас модно, взять квадрик. Кстати говорят в Титовке прокат БРП квадриков есть, но точно не подскажу. ))
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

И на счет на погоду ориентироваться правильно выше сказали. Когда дожди польют - это ппц. И так то лужи нормальные были (для легковушек - почти 100 процентный гидроудар), а если зальет, так думаю и внедорожникам лучше или со шноркелем, или лучше вообще не ехать. Кстати этим летом в конце июня Хайлендер хватанул гидроудар на Рыбачьем, а ведь сухо было!

Красноярец в Москве:
Ничего сложного не было (лето сухое было, воды мало), до Немецкого доехали. Подъём, о котором идёт речь не для пузотёрок конечно, но мы поднялись и не заметили.
Солидарен. А как там береговая батарея или Цып-Наволок?
Делика подозрительно чистая. Или мыли, или почва влажная и не пылит, соответственно подъем уже не сыпучий, но ещё не скользкий. У меня вот так перед Титовкой было

андрей@север:
Молодец,зе мляк!!! Неплохо прокатился.Жаль,конечно,что не выполнил всю программу.Но не беда.Для меня отзыв ваш важен,как информация.В отпуске собираюсь в те края.В Сегеже родственники жены.Зовут в гости.
Забыл добавить.Автор,лицо ваше показалось знакомым.Не вы ко мне подходили в районе пр.Морской, на стоянке во дворах? Этим летом. Я только Ларгус купил,и мужчина подходил,интересовался-как машина,мол.Говорил,Логан пора менять.На вас похож был.

Вот он в середине июня.

Scout66:
Солидарен. А как там береговая батарея или Цып-Наволок?
Я потому и фото прицепил, что поднялись и даже не измазались.
У нас в Саянах круче бывает.
В Цып Наволоке не были, в одну машину и без всякой подготовки не решился туда ехать.
Цель была - мыс Немецкий, типо мы там были.
Дороги вот такие, и ночёвка.
P.S. Ни одного фантика на Севере не оставили, весь мусор вывезли с собой.

Красиво там очень!
Снова туда хочу.
Спасибо автору отзыва за отчёт!

андрей@север:
- Вы правы -это я подходил к вам. Мечтаю о бОльшем клиренсе и удобном спальном месте.
- Фото "неприступного перевала" ошибочно не поместил, но все определили его верно. ОН САМЫЙ.
- Координаты взяты с навигатора. Хотел найти эту точку на карте, но запутался: что делить на 60 и к чему потом прибавлять (в градусах). Школу закончил давно, подзабыл.Может кто даст координаты?
- Scout, спасибо за координаты, но почему-то берут сомнения. надо посмотреть.
- Всем большое спасибо за кометы. Поездка проходила с 8 по 16 августа сего года.
- Очень много не посмотрели, осталось еще на одну (а может и больше) поездку. Не были в Умбе, Варзуге, Териберка .....
- На поездку воодушевила ОКА - перевертыш, парнишка влегкую на Шкоде доехал до Среднего.
- У меня план минимум был пройти Средний по восточному берегу и с базы Озерки пешком, как "перевертыш", пройтись по Рыбачьему.
- буду рад принять приглашение еще раз съездить в те края.Карелия и Кольский так просто не отпустит.
_ на следующий год готовлюсь на Алтай-Байкал. Кто со мной? - это пишем, а Кольский в уме...

Северодвинск
Ну,значит,не ошибся я.Смотрю,видел где-то))).Разговор короткий получился. Не знал я,что вы такой путешественник,поговорили бы подробнее.А Ларгус хорош для путешествий.Места для поклажи много.И переночевать в нём можно удобнее.Советую,если надумаете менять Логан.Только берите с 16-ти клапанным двигателем.

Северодвинск
уточняю: именно Davydych на Шкоде (на Рыбачий за один день) и Scout на Логане подвигли меня на этот поступок.
- Scout, если можно, поподробнее расскажите про проставыши (или автобаферы). лучше в личку.

Северодвинск
андрей@север, предлагаю дружить в котакте или здесь. Пообщаемся в личке.

Volya57:
Scout, спасибо за координаты, но почему-то берут сомнения. надо посмотреть.
В самом деле, вот он http://wikimapia.org/#lang=ru&... Лагрус не тот автомобиль, о котором можно мечтать, думая о бОльшем клиренсе. У него база на полметра длиннее, и на том же перевале он бы собрал пузом все волны. Спать конечно в нем удобнее, там площадка 2 метра получается. Не беспокойтесь, я не посмотрел на Кольском ещё больше. Определенно надо готовиться заранее и записывать достопримечательности. Хотя мне и это не помогло, надо чтобы штурман работал в поездке. Плюсом геокэшерские тайники мистическим образом пропали из навигатора. Териберка была запасным вариантом если на Рыбачий не попаду. Я планировал доехать до своротки на Скоробеевку, но незадолго до неё меня обогнали длинная нива с дастером, показали мне все фарватеры - я за ними и рванул. Один бы вряд ли решился. На шкоде до Среднего не вопрос, надо ещё и обратно выбраться ) Да и свесы длинноваты

Северодвинск
серьезно мечтаю о кроссовере 4WD. Просто думал, если Шкода прошла, то я на Логане пройду.
Что по поводу проставок, Scоut?

К этому перевалу мы подъехали именно 15 августа, мы не знали, что это самое сложное место, поэтоиу проехали да и всё.
Но!
Если смотреть сверху, когда мы подъехали слева от проблемного участка стояла слева белая машина, похожая на Логан (я плохо леворульные машины узнаю), рядом справа от неё стоял что то типа автобуса и ещё примета слева сзади ниже было озерцо и там кто то лодку накачивал. Оглянулся я конечно мельком.
Блин жалко, нашёл фото - легковая машина была тёмная, автобус белый, время фото 15.08.14, 13.34

Что по поводу проставок, Scоut?
Кстати когда мы на Рыбачем встали на ночёвку, уже в сумерках по дороге в сторону мыса Немецкий мимо нас, бодро гремя костями, проехала вазовская девятка.

Volya57:
андрей@север, предлагаю дружить в котакте или здесь. Пообщаемся в личке.
Принято.Ответил в личку.

Что по поводу проставок, Scоut?
В личку на форуме отправил ссылку, там все слишком подробно )
О каких девятках на Рыбачьем может идти речь, если я фотку выше кидал - опель астра до Немецкого доехал, и судя по всему вернулся обратно? Правда в этом, сухом году

Северодвинск
"Лагрус не тот автомобиль, о котором можно мечтать, думая о бОльшем клиренсе. У него база на полметра длиннее, и на том же перевале он бы собрал пузом все волны. Спать конечно в нем удобнее, там площадка 2 метра получается."----- Scout66,не совсем с вами согласен.База Ларгуса,конечно длиннее Логана,но не пол-метра разницы. 2900мм-2630мм=270мм разница.Зато,свеса заднего нет почти.Если речь о замене Логана на кроссовер,тогда,конечно вне сравнения.Но,если кроссовер не получается купить,то Ларгус неплохой вариант.В этом отпуске за грибами ездили по лесным дорожкам.В компании с Рено Сандеро.Где он,там и я проезжали.Ничего я брюхом не цеплял.

андрей@север:
Я вон тоже проезжал где комрады на деликах ездят, и особо не цеплял. Но это ж не значит, что логан жып. Вы об угле рампы когда-нибудь слышали? Да и сама по себе длина кузова-радиус разворота.
Да это и неважно, только покупатель знает что ему важнее, а советовать в вопросе выбора машины неблагодарное дело

Северодвинск
[quote=Красноярец в Москве]Уважаемый автор, у меня складвается такое впечатление, что мы с сыном видели Вашу машину.
Сори. 15 августа мы были уже в Кеми.

Моя видяшка с прошлых выходных, впереди едут аутбэк и навара, ну и ларгус. Непонятно только зачем они вообще в эту гору полези, ведь очевидно что пузотеры не пройдут. https://youtu.be/JLhbVV7YXrM

Северодвинск
специально выбирал август, чтобы без комаров (ни одного не видели), а ведь летом кто-то назвал эти места родиной комаров.

patrick01:
через плесецк ехали на каргополь ?
В этот год через Няндому.

Северодвинск
[quote=rick777rick]поездка супер! жаль мы слишком далеко от вас... так хочется поездить по этим краям. отлично!

до вас не ближе, но на следующий год планирую посмотреть Казань и окрестности в радиусе 500 км.

гут

Спасибо за интересный рассказ, северо-запад России притягивает...Мурманская трасса, на мой взгляд, одна из самых красивых российских дорог.
В Медвежьегорске случаем не нашли финский бункер с вмурованным в скалу бронеколпаком? Мы вот сколько там не лазили на горе, так и до него и не добрались.
Этим июнем дороги в Кеми были приемлемыми, не люкс, но как обычно в провинции, на Киа Пиканто катались вообще без проблем.

[quote=Martyn36]
Ваши отчеты читаю с удовольствием. многое взял на карандаш. До бронеколпака не дошли. Мы не совсем поняли план-схему расположений этих укреплений. До колпака на нашей машине не проехать, а ск. идти - неизвестно. Я уже позже понял, что это и есть (похоже) на бронеколпак.

ВОРОНЕЖ
Volya57:
-Через Плесецк я ехал в Белоруссию в прошлом году. По 10-20 км ужасной грунтовки до и после Плесецка.
В этот год через Няндому.

Scout66:
Да я и не говорю-что Ларгус джип ! Что вы передёргиваете. И про угол рампы знаю. Я лишь хотел сказать,что мнение о том,что Ларгус везде брюхом скр**** сильно преувеличено.И выбор,согласен,делать автору.Я ничего не навязываю.Сам взял бы кроссовер,если бы средства позволяли.Вопрос был про удобный авто для ПУТЕШЕСТВИЙ вообще,а не только по бездорожью лазить.Об этом мы с автором и разговаривали,когда он ко мне подходил.

Вы не в курсе , в Мирный сейчас по пропускам пускают? охота на родину съездить
на 100% не уверен, но, вроде, НЕ отменяли. Сейчас в Плесецке строится развязка на Мирный и показывали шлакбаум

Вы не в курсе , в Мирный сейчас по пропускам пускают? охота на родину съездить
На 100% утверждать не могу, но вроде НЕ отменяли. По ТВ показывали репортаж о строительстве новой развязки на Мирный, так показали и шлагбаум на новой дороге.

Вы не в курсе , в Мирный сейчас по пропускам пускают? охота на родину съездить
на 100% не уверен, но , вроде НЕ отменили. По ТВ прошел сюжет о строительстве новой развязки на Мирный, так там показали шлагбаум

тулун
Приятно почитать, спасибо!

Заманчивый отчёт, но на Байкал заманчивей....Удачи.

Жаль на пузотерке на полуостров не проехать.

Заманчивы й отчёт, но на Байкал заманчивей....Удачи.
Ага, надо и туда к пресноводной макрели как-нибудь заглянуть. ))
Nissan Pathfinder 2013 LE

Интересно. Спасибо за отчет. Благодаря вам крепнет желание прокатиться по северам.

Поездка по редкому но очень интересному маршруту, молодцы

ast62:
Жаль на пузотерке на полуостров не проехать.
Очень хорошо

Очень хорошо
Может другими дорогами я ездил, но мне по середину капота местами водички было. :О Хорошо воздухозаборник продуманно установлен в самой высокой точке слева.
А пузотерке то как? Может шланги какие есть на воздухозаборники, которые на крышу выводятся? ;)) Воды то по лобовое стекло будет. ))

mindblade:
На пузотерке не выйдет - всплывать начнет )) Так-то у меня тоже заборник на уровне верха фары и прикрыт от волны, вот только блок управления движком крепится на стенке батарейного отсека, вряд ли он любит купаться. А системе воздухоподачи о герметичности приходится только мечтать, инженеры дачии такие затейники.
Зачем далеко ходить - вот пример. Первая фотка сделана 14 июля, вторая (моя) 26-го.

Russian Federation
Красивые места! Молодцы!
В Мурманск прибывал своим ходом, вот дальше.... не довелось((
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

mindblade:
Ага, надо и туда к пресноводной макрели как-нибудь заглянуть. ))
Когда планируете?

Северодвинск
я планирую июнь или август-сентябрь (Алтай или (и) Байкал). Если еще кто-то пожелает, можно обсудить....

Впечатляет! Впечатляет, на что автор обращает внимание! Курск, Вавилон, Черный Падун, мемориалы, оборонительные сооружения, "Алеша", Сандармох ...

Бывал в тех краях по служебным делам, но дальше Беломорска не ездил. Не было возможности искать достопримечательности, но участок трассы от Медвежьегорска до Надвоицы и Беломорска просто поразил своим качеством.

Действительно места, судя по фотографиям, суровые, но и красивые. Жаль из Сибири далеко.

Никола-48:

Когда планируете?
Года через 3, когда младшей будет к 7 годам и сможет выдерживать долгие поездки достаточно хорошо (и сейчас ездили по 8 тыс дважды, но все таки это пока не особо легко). Вообще в планах - до Владивостока, благо отпуск 66 дней и полная оплата расходов на топливо делают это не особо затратным.
На Алтай раньше зарулим. )

Endleasy:

aktau
красивые места когда то в далеком 85-ом служил в рядах вс в Северодвинске. молодцы.

Хороший отчёт.

Всегда мечтал съездить в Карелию и на кольский, но далековато из Крыма

Путник92:
Всегда мечтал съездить в Карелию и на кольский, но далековато из Крыма
Из Мурманска на Байкал ездим, а Вам далеко...

красивые места

Очень интересное путешествие. Думаю также проехать.

Хорошая поездка!
Мой отзыв: Toyota Avensis 1999

Интересная поездка.
Пригнись москва-СИБИРЬ ГУЛЯЕТ!

Фотографии понравились.
Пригнись москва-СИБИРЬ ГУЛЯЕТ!

Дядя Саня Оренбург
ЗДОРОВО .У МЕНЯ КОТЕЛОК ТАКОЙ ЖЕ С НЕРЖАВЕЙКИ. 15 ЛЕТ ПОЛЬЗУЮ.