Автопутешествие в Скандинавию летом 2014-го, или «Мир — зазеркалье!»

14.10.2014 | 23035 просмотров

Краткий пролог…

Итак, вот теперь и мы осуществили задуманное! Замечталось мне о Скандинавии лет эдак 15 назад после увиденного фильма «Храброе сердце», стала манить скалистая природа, малонаселенность, история суровых мест, горы. Два года назад нечаянного на Drom.ru наткнулся на отзыв о путешествии в Норвегию, перечитал на одном дыхании. Затем еще, и еще, и еще… В итоге «подсел» на этот сайт в рубрику «автопутешествия», перечитывал много интересных отзывов обычных людей, засаживал идею поездки все прочнее в мозг. В итоге зимой 2014 стал перетирать информацию подробнее, узнавать цены, прикидывать бюджет, необходимые покупки и т.п. Мою идею о реальном автопутешествии уверенно поддержали жена и сын, после чего было решено — We're going to Norway!

Глава 1. Подготовка, состав. Последователям пригодится.

Автомобиль Mitsubishi Grandis AT + я (водитель, командор) + жена (смотритель быта, фотолюбитель) + сын 7 лет (разряжатель планшета, ноутбука, PSP).

Маршрут: Казань—Москва—СПб—Выборг—Хельсинки—Турку—паром—Стокгольм—Осло—далее большой круг по Норвегии (см.карту, т.к. городов на маршруте почти нет, а те, что есть — маленькие и ничего не говорящие)—Лиллехаммер—Стокгольм—паром—Турку—Хельсинки—Выборг—СПб—Москва—Казань.

Взято с собой:

1. Удлинитель 220В 50м (в кемпингах можно пользовать)
  2. Тройник в розетку 220В
  3. Инвертор 300 Вт в машину. (незаменимая вещь в дороге)
  4. Палатка кемпинговая
  5. Матрас надувной Intex 2х1,4 м (удобно спать в палатке и в машине)
  6. Матрас надувной 70х190 см (также для мягкого сна)
  7. Стульчики
  8. Стол раскладной
  9. Горелка BRS-08. Отлично себя показала, и мы остались очень довольны.
  10. Два баллона с газом на быстрый старт горелки
  11. 1,5 литра бензина «Калоша» для долгой работы горелки
  12. Нож раскладной Multitool.
  13. Ветрозащита горелки
  14. Куча всяких зарядников для всего электронного
  15. Распечатали на бумаге карты маршрута, чтобы сыну было интересно ехать и отмечать где мы были и куда едем
  16. Нитки, иглы, ножницы
  17. Мусорные мешки, простые пакеты
  18. Два баллона для воды по 10 литров (питьевая, суповая)
  19. Три баллона для воды по 5 литров (для рук, мытья продуктов)
  20. Ложки, вилки, тарелки, чашки, ножи
  21. Разделочные доски (без них никак)
  22. Кастрюлька 1,5 литра, кастрюлька 3 литра, сковорода (последняя так и не сгодилась)
  23. Термос 1 литр (обязательно нужен еще один такой же)
  24. Сода, Fairy, губки, жидкое мыло
  25. Спальный мешок до -3 град.
  26. Одеяла, простыни, подушки
  27. Полотенца, санитарно-гигиен. вещи.
  28. Рации 2 шт. (удобно: не нужна мобильная связь, можно расходиться кто куда хочет и не договариваться о времени встречи)
  29. Рюкзак на 65 литров, рюкзак сыну на 5 литров, еще несколько небольших рюкзак-мешков для мелочей
  30. Бинокль (любопытство утолять)
  31. Веревка, бельевая резинка
  32. Фотоаппарат, планш. комп, ноутбук
  33. Скачаны в планшет переводчики рус-анг-норв-швед-фин. Очень помогали и упрощали.
  34. В навигатор скачаны все карты по маршруту. Карты City Guide. Отличная вещь, уже лет 5 пользуюсь ими. Пробки лучше по яндекс-пробки смотреть.
  35. Аудиокниги накачали, штук 7. Сыну познание, и нам было интересно послушать.
  36. Три фонаря (в палатке хорошо, да и просто необходимо по ночам)
  37. Скотч
  38. Одежда нужна разная: от шорт с футболками, до джинсов с осенней курткой, шапкой и перчатками. Там наверху на перевалах Норвегии температура падала до +5 днем, шел дождь при этом, но в тот же день внизу за перевалом могло быть солнечно и +28.

Водителям:

1. Ярко-зеленый дорожный жилет
  2. Два аварийных знака треугольника
  3. Лампочки в ближний свет и габарит
  4. Новая большая аптечка
  5. Автомобильный бокс TerraDrive на 480 литров с двусторонним открыванием. Прекрасно себя показал! Советую. Брал по пути в Н. Новгороде всего за 11500 руб. Приехал домой — подвесил к потолку на балконе.
  6. Видеорегистратор (за 7500 км только скачущую в Швеции через дорогу лань засек. Больше ничего не было. И это здорово!)
  7. Масло 1 литр
  8. Антифриз 3 литра
  9. Занавески на окна (рекомендую в дальнюю дорогу)
  10. Выбросить антирадар и нелицензионные диски (на границе, если найдут, — отнимут и оштрафуют)
  11. Ножовка по дереву, лопатка штыковая, автоинструменты и прочее для «мало ли чего» ;) (хорошо, что не пригодилось ничего)

Визу получали Норвежскую. Сбор необходимых документов, приложили маршрут следования, прошла неделя — и ок! Виза вклеена в паспорт. Вот и подробный маршрутец, которого мы придерживались, который глобально полностью совпал с небольшими отворотами:

Глава 2. Поездка по России. Все привычно. Все обычно.

Выезд из Казани запланировали на 24 июля рано-рано утром перед рассветом, дорога спокойная, ничего особенного, проехали мимо Москвы к вечеру (объезжали область вокруг около 2-3 часов), далее заночевали после Митино у отеля в машине по задуманному плану. Выспались как положено. Проснулись-почесались-умылись-позавтракали и поехали дальше на СПб. Дорога также была спокойная и без особых примечаний. Единственное, что было непривычным —деревни-поселки. Брошенные дома, практически вымершие или уже мертвые деревни. Печально это. Едешь и думаешь —«А ведь когда-то на этом окне стояли цветы, играли дети около этого забора, на этой лавке сидела молодежь летними вечерами… А теперь все тихо, черно, заросло травой, нет больше людей…». Обидно, что страна у нас не смогла поддержать население и вынудила от безработицы уехать в города, чтобы покупать там китайские огурцы и турецкие помидоры с картошкой. Много было таких деревень. В Татарстане и Чувашии такого нет.

До Питера неспешно докатили после обеда, решили погулять в нем на обратном пути, поехали в объезд, зашли в торговый центр на объездной за провиантом и вещичками по мелочам. Сыну выпало счастье, и он приобрел робота бионикла )). Это было первое его особенное счастье в поездке. Забегая вперед, скажу, что «особенных счастьев» было всего 7 )). Детское счастье непредсказуемо, и никогда не знаешь какая мелочь осчастливит ребенка.

Погуляв, покатили на границу в сторону Торфяновки. Виза была открыта с 26.07.14, а был вечер 25.07.14. Подумали, что не стоит ждать у границы до ночи и попробовать с русским «авось» сквозануть через границу 25-го. Так и вышло, поулыбались нашим, поулыбались финской девушке, попрактиковались в английском и языке жестов — взмах руки — ШТАМП! И вот мы в 20.00 пересекаем финскую границу довольные, счастливые и открытые миру.

Здесь я скажу так — берите визу на более долгий срок. Мы взяли ровно на количество дней пребывания с 26.07.14 по 5.04.14 = 11 дней. Из-за нежелания ждать ночи и пересечения границы 25-го дней у нас стало 12. И на пересечении границы обратно у сурового финна пограничника был вопрос «Eleven days! Why twelve…». Ну, тут я немного труханул, я же в его глазах нарушил ЗАКОН и был целый день нелегальным типом с женой и ребенком у них на территории )). Взгляд меня прожигал, я развел руки «Sorry, first time… We don’t know…» и — ШТАМП! Мы едем домой! )). БЕРИТЕ ДНИ С ЗАПАСОМ.

Глава 3. Иной мир. Первые скромные шаги.

Выехали из территории погранзоны, сразу знак 80 и покатили 75 км/ч… Населенный пункт —50, 30 км/ч… Такое спокойное движение, можно даже поразглядывать людей во встречных авто. Все медленно, упорядоченно, с дистанцией от 30 м. Машин нет. Думали, пока нет. Как оказалось, это норма, и их больше не будет в привычном количестве. Вокруг поля, озера, леса…. Аккуратные красивые деревушки, отдельно стоящие домики посреди полей… Вроде, как у нас все, но чувствуется, что это уже не Россия.

Съехали с дороги на проселок перебрать вещи, отойти от дороги, размяться. Остановились на простом месте. Просто на обочине, потрясли сумками, попили чай-кофе с печенюшками, и я чувствую что-то не то… Осматриваюсь… Не понимаю что не то. Вдруг понимаю — нет вокруг ничего, кроме природных вещей и дороги. Ни одной даже самой маленькой бумажки не валяется. Вокруг все обошел — камни, шишки, листья, земля, трава. А ведь это просто дорога в просто стороне от основной магистрали. Первая диковина — чистота. И оказалось, так будет везде на протяжении следующих 4 000 км. Чудо? Нет. Разум.

Пока занимался поиском соринок, подъехал финн, вышел, сказал с улыбкой: «Hi Hi!», вытащил собаку и побежал с ней по лесу куда-то вглубь… Вторая диковина — приветливость. Где бы мы ни были —Hi или Hi-Hi всегда шли впереди от импортных людей. Приятно. Хотелось бы, чтобы и наши люди были в том же позитиве.

Размявшись, поехали в Турку через Хельсинки. В Хельсинки прибыли ночью, прокатились туда-сюда по центру города. Узкие улочки, красиво, разнокалиберная ночная молодежь на все цвета радуги одежды и волос. Нашли местечко для машины и пошли обозревать центр. Сын в это время глухо спал в машине. Погуляли налево-направо просто так, посмотрели-поглазели. Красиво, мирно, хорошо.

Далее Турку, прямиком через центр в порт. Ночь. Ни машин. Ни людей. Ти-ши-на. По ночам у них принято спать :). Впереди 3 часа сна и погрузка на паром…

Глава 4. «Море». Круиз длиною в 24 часа (туда-обратно).

Через интернет http://www.vikingline.ru/ru/russia/ заказали паром заранее до получения визы (больше месяца). Лучшие дни по цене — сб, вс, пн, вт. Туда заказали дневной, обратно ночной (расчет прост —туда после ночи сыну будет интересно глазами посмотреть на корабль и почувствовать себя моряком, жене погулять по кораблю, а я погуляю, да посплю еще часа 4-5. Обратно ночь, т.к. будем весь день гулять по Стокгольму и вечером как раз выдохнемся, чтобы на пароме поужинать и поспать до утра.

Цена парома 3000 рублей в один конец. Теперь внимательно читаем, что в цене, за что не платим:

• машина с вещами: более 2 тонн (почти 5 метров длиной, почти 2 метра высотой)
  • два взрослых + ребенок 7 лет
  • каюта 4 места на троих с постельным бельем, телефоном, журналами
  • горячий душ, туалет
  • 1,5 этажа детских развлечений (аниматоры, театр, xbox’ы, пластиковые мягкие городки и прочее-прочее-прочее!)
  • все палубы (11 этажей с тремя лифтами) и кафе-бары открыты для «просто посидеть» (красиво и приятно сидеть на диванчике, обозревая красоты с чашечкой кооофэээ :)
  • 12! часов круиза по красивому архипелагу Ботнического залива с потрясными видами

Платить надо только в магазине (большой магазин от спичек до изысков еды и одежды с косметикой) и кафе-барах.

Теперь сравним: вышеперечисленное 3000 рублей, а для примера скататься в плацкартном вагоне из Казани в Москву 2 взрослых + ребенок = от 5000 рублей. КАК??? Как можно сравнить??? Печально.

Когда мне Viking Line на почту прислали письмо с благодарностью за пользование их услугами перевозки и спросили в нем, что бы мне хотелось изменить и предложить, я написал одно «Приезжайте к нам в Россию, работайте по вашим ценам. Спасибо!».

Глава 5. Летим на запад! Загадка скандинавов — WC.

Вечерком приплыли мы к Стокгольму, дружно выехали с парома и покатили через Швецию в сторону Осло. По плану был забронирован отель в г. Кристинхамен, созвонились, сказали, что к 22:00 не успеем и ждите нас к 0:00. Приехали мы по неспешным дорогам в 1:30. Темнота, пустота… Трали-вали-позвонили… и махнули рукой на них. В общем, решили, что ради 5 часов в отель селиться не будем и поедем дальше. Авто у нас большой, разложимся и выспимся где-то на природе. Отъехали, увидели хорошее местечко возле заправки и какого-то отельчика, рядом столики, озерко… Чудно! Здесь и бросили якорь. Наутро, проснувшись, пошел я в туалет… Небольшой домик из дерева, отдельно М, Ж, Инвалидная дверь. И шок — туалетная бумага, бумажные полотенца, сушилка для рук, столик, крючки, жидкое мыло, чистый унитаз с крышкой, отсутствие запахов, свет включился сам, зеркало. И это бесплатно. На стене лист А4 с отметками об уборке в районе 7 утра каждый день. Смотрю часы — 6:50. После всех сан-гигиен. дел, выйдя к столику завтракать, видим картину: подъезжает Volkswagen Caddy новенький белый с наклейками на импортном языке, выходит мужичок в чистой ярко-зеленой спецодежде, проходит в каждый туалет с тряпочкой и бумагой, обходит все мусорки, выбрасывая мешки в большие контейнеры в стороне, подметает и без того чистые места, садится в авто и уезжает. Вот вам и условия труда. Даже уборщик-сантехник работает в комфортных условиях. Думали, что это только здесь так, у заправки, отеля. Но как оказалось впоследствии, ВСЕ WC в таком состоянии на протяжении 3500 км. Их много, все чистые, бесплатные. При таком подходе исчезает желание искать где бы набрать воды, как бы из бутылки руки помыть, искать укромные кусты пропадает желание. Цивилизация.

Подивились, позавидовали-помечтали и покатили дальше на запад.

Спокойно преодолели следующие километры до границы Норвегии со Швецией, перед границей большой магазин сувениров. В основном шведские, но очень много и норвежских. «Прокачали» сына ярко красной кепкой с надписью «Norway», себя магнитиками, машину наклейками и поехали на границу. (Странно, мы не ожидали границу с полицаем, а она есть. На обратном пути, при въезде в Швецию чуть севернее, границы уже не было никакой. Только указатель Sverige, отмечающий что теперь — Швеция). На границе улыбчивый внушительный полицай помахал нам рукой, и без остановки мы поехали дальше в сторону Valle через Осло. Осло — город как город, рассказать про его внешнее состояние особо нечего, да и не хотелось нам в нем гулять. Нам была важна природа, скалы, озера, заливы… Проскочили его, далее начинается истинная Норвежская природа.

Встречаются странные бараны )). Он шел вдоль ограждения, старательно притираясь к нему всем телом.
Может, поэтому ограждения вдоль дорог так блестят…? ))

По пути в горах увидели старинную кирку:

Так мирно и хорошо вокруг… странно чувствовать приятное спокойствие возле кладбища… почему-то у них возле таких мест всегда хорошо.

До Valle добрались около 20:00, шел дождь. То мелкий, то сильный, вокруг тучевые облака и горы. Понимая, что никуда уже облака не раздует и не имея желания ставить палатку в мокром виде, взяли до утра домик. Вообще, кемпинг в Valle предполагался изначально и был плановой ночевкой, т.к. читал много положительных отзывов на форуме Винского. Домик на нас троих стоил около 2500 руб. В нем кухня, горячая вода, столики, два дивана, в другой комнате две двухярусные комфортные кроватки.

Туалет-душ в отдельном здании кемпинга. Вполне отличные условия за такие деньги. Перебрали вещи, поели сваренный супчик, погуляли по свежему последождевому воздуху внутри кемпинга, замечательно выспались. На утро проснулись раньше всех (в этом был наш плюс — мы жили по своему времени минус два часа от Норвегии), позавтракали и поехали на первое чудо —камень Kjerag неподалеку от Lysebotn. Не суждено нам было доехать до этого места, а причина — захватывающая красота вокруг. Очень много времени потратили на остановочки, осмотры и прогулки.

Прикинули и решили, что не нужен нам камень, у нас по плану еще много походов. Сегодня мы будем наслаждаться окружающим по пути и продолжим бесцельно кататься по дорогам. Здесь у сына был сдвиг стальной истины, что снег бывает только зимой, где холодно. Когда я увидел далеко на перевале снег, то стал его подначивать: «Смог бы ты в футболке и шортах бегать по снегу?». Он отвечал, что это нереально и очень холодно, на что ему был дан ответ: «Скоро именно так и будет — будешь играть на снегу, а тебе будет жарко». И вот — СНЕЕЕГ! Было очень забавно смотреть, как он с удивлением, не веря своим глазам и ощущениям, бегал по снегу и катался по нему в кроссовках. Затем еще перчатки попросил :). Я тоже не упустил шанс и присоединился к нему в труселях :).

Интересно было поглазеть на магазины, в которые ходят простые местные жители за простыми насущными вещами и продуктами. Походили и мы, приветствуя первыми или в ответ встречающихся таких же, как мы, покупателей. Цены, как у нас в цифрах, только в переводе на курс — в 6 раз дороже. Хлебушек 150 рублей, молочко 200 р. и т.д.

На очередном пароме через фьорд. Стоимость почти везде одинаковая — с нас брали от 100 до 120 крон.

Безумно бирюзовая чистейшая вода.

Дружно въехали, разместились по указаниям «моряков», дружно выехали. Быстро, четко.

Забыв про Lysebotn, решили мы ехать на Preykestolen. И вот так, вкушая безумную красоту, окружающую гладкую дорогу без машин, мы ехали дальше на запад. Здесь мы впервые увидели, почему Норвегия — страна тоннелей, скал и водопадов. Этого всего здесь полно. Кстати, про тоннели — они совершенно разные, у каждого свое название, идут по совершенно разным направлениям, и однажды встретился такой, что снова поразило нас с женой. Едем по тоннелю, ничего особенного, петляет, вдруг знак круговое движение и ответвление влево и вправо… Мы думаем, это после тоннеля так будет, а нет! В ТОННЕЛЕ КОЛЬЦО и две дороги в разные стороны. Красиво оформлена подсветка, вырубленные камни… Никак такого не ожидали.

То самое круговое движение в тоннеле.

Ближе к вечеру после около 150 км и невероятного количества остановок и прогулок, добравшись до кемпинга Preykestolen, разместились в нем на траве с палаткой. Кемпинг дороговат относительно других и густонаселенный людьми — все же едут смотреть на диковину природы, которую мы предвкушаем и ожидаем завтра. Заплатили около 1500 руб. Ох и жалко было ехать двумя тоннами по траве, но, оказывается, это тоже нормально. Газоны обновляются. После ужина пошли гулять по кемпингу, любопытствовать на импортных людей :). Интересно. Особенности: 1. Не слушают музыку 2. Не играют в шумные игры 3. Не гуляют 4. Молча сидят и смотрят вокруг 5. Молча сидят читают книги. Не по-нашему это… ;)) Понадивившись —пошли спать.

Глава 6. «Вершина мира». Ощущение полной свободы, счастья и мира.

Проснулись по-нашему по привычке в 6:30 без будильника по казанскому времени. По местному времени 4:30, безумная рань для «них». Вот он, наш плюс. Сделав неспешно все дела, позавтракали, собрали вещи — этот эксперимент показал, что вальяжно, не торопясь, от момента «проснулись» до момента «поехали» проходит два часа. И вот уже вскоре мы у места выхода в поход на скалу. В рюкзак сложили необходимое из еды, питья, посуды, горелки, теплые вещи (все же может измениться погода, несмотря на очень теплое утро). Получилось около 20 кг. И в путь. Идти надо 4 км в одну сторону с подъемом 200 м. Дорога местами очень легкая с уклончиком гладким, над болотом дощатая дорожка, но местами очень даже тяжела. Надо быть готовыми к этому.

По пути наверх единицы людей на очень большом расстоянии, некоторые уже спускаются навстречу (ночью что ли ходили). Вообще, за весь день повидали очень много людей из разных стран, разных возрастов, разной физической формы. Доходят все. От 3 лет до 70 (вот молодцы!). Иногда видели людей c ограниченными возможностями. Сначала и не поняли, ну идет мужчина с двумя палками и ладно, но затем ближе поняли, почему палки и что не палки вовсе, а костыли и что нога одна… Вот это характер и сила… Шли-глазели по сторонам.

Много красивого по пути повидали и вот выходим на простор… 600! метров отвесная скала до воды. Созданная природой красота. Страшновато, внутри ёкает, интересное чувство. К обрыву подходили осторожно, к самому краю решили не подходить, а подползать. Все же риск красивого полета весьма реален (возможно, кто-то и летал, но никаких предупреждений нигде не было, все на личном сознании людей). Мы лежали на обрыве, свесив головы и ДАЖЕ вытянув руки :). Кто-то сидел, свесив ноги, кто-то подпрыгивал. Люди разные.

Отошли чуть в сторонку, расстелили плед, вытащили вкусняшки, чай, болтали, смотрели на счастливых людей. Здесь чувствовалось какое-то особенное что-то — простое счастье людей. Абсолютно простое и естественное. Не за что-то. Просто так. Потому что хорошо. Была мысль о трещине, прорезающей весь скальный выступ слева направо, мысль о том, что когда-нибудь эта трещина должна стать краем скалы, а многотысячетонный выступ пролетев 600 метров создаст громадный треск и завершится красочным плюхом в воде. Когда это случится, не знает никто, но все приходят сюда, уверенные, что это произойдет не сейчас и не с ними :). И при нас это также не случилось (см.желтую стрелку).

Вдруг заиграла музыка, обернувшись по сторонам увидел на краю иностранца с каким-то странным инструментом. Комментировать не буду, просто послушайте и посмотрите:

Как узнал позже, называется он «Ханг», есть и другое название «Глюкофон». Посмотрите ролики в YouTube набрав «Ханг» — очень удивитесь необычности извлечения музыки из простой железяки в форме таза :).

Далее мы пошли в сторону по скалам в поисках уединения, чтобы не было людей и звуков туристов. Нашли вот такое место, где и устроили обед.

Сложно передавать ту степень спокойствия, которую ощущаешь, находясь здесь. Чувствуешь мощь, просторы, вечность, насколько ты… просто что-то очередное в этом мире скал, заливов, облаков...

На обратном пути, выйдя на туристическую тропу, увидели, как нам повезло со временем. Было около 1-2 часов дня, и людей было ну очень много. Нам навстречу в сторону Preykestolen шла постоянная вереница людей, друг за другом на дистанции два-три метра. Мы же в свою очередь успели вдоволь насладиться отсутствием людей. Ходите в популярные места с утра.

Пройдя в итоге около 8,5 км, спустились к машине, привели себя в порядок, попили чайку и покатили дальше. Далее по плану на завтра была долина водопадов Husedalen (вглубь на восток от г. Kinsavrik). Мы не знали, где переночуем, ехали до какого-нибудь красивого кемпинга, осматривая по пути диковинные места, деревушки, повидали очень много водопадов высоких и низких, шумных и тихих. Здесь их было очень много, но мы знали, что завтра нас ждут куда более внушительные открытия.

Доехали до кемпинга, расположились, поели, поиграли, и спать.

Глава 7. Безграничная сила воды.

Сегодня в плане долина водопадов на весь день. Идти предстояло туда-обратно вроде около 15 км. Доехав до Kinsavrik, прогулялись мы и там. Магазинчики, сувенирки, быт людей, небольшой музей под открытым небом в виде небольшой деревушки с предметами хозяйства 18-19 веков. Проехав дальше на восток, оставили машину на парковке и пошли вдоль бурлящей реки вверх по течению в сторону первого водопада. Здесь мы увидели электростанцию, построенную в начале 20 века, водопад красивый и шумный.

До второго водопада идти было сложнее (гора стала более крутая, река осталась внизу). По пути наелись малины, она здесь повсюду. Много каких-то ягод, но, не зная их, было боязно за «завтра». Малинки было полно, сын потом еще часто забегал вглубь попастись на кустах свежими красными ягодами. Гул от второго водопада стал уже очень различим на расстоянии около километра, подошли мы в итоге к нему на метров 200. Зрелище было захватывающее. Высота водопада по моим прикидкам была, наверное, около 100 метров. Гул обрушающейся воды сдавливал уши. Водяная пыль разносилась повсюду, освежая и без того свежий воздух, смачивая одежду. Сколько же тысяч тонн воды здесь падает сверху в секунду…

Поразмыслив стоит ли идти дальше, решили, что, может, и хватит. Жаль, но причина простая: облака уже совсем низко, идти в облаках не гуд, сыро и холодновато, одежда отсыреет, вряд ли эти облака покажут нам следующие водопады, скорее всего, они будут скрыты в них. Слегка опечаленные тем, что погода нас дальше не позвала, мы повернули обратно. Нашли уютное красивое место около реки, поставили горелку, плед и хорошенько пообедали.

Затем, слегка расстроенные неудавшимся из-за погоды полным походом, пошли дальше вниз. По пути увидели, как сильна сила жизни природы — деревья не формально растут на скалах, а растут прямо непосредственно на самих скалах! Упавшее дерево тому свидетельство. Толщина плоскости корней около 10 см, причем то, что кажется землей между корнями, является по сути опавшими листьями, иголками, травой. Не та земля, привычная нам. Здесь же видно, как дерево цеплялось корнями за трещину в скале.

Далее фото, как природа поглощает причиняемый человеком вред.

Оставшееся от водопадов время решили провести в мелочах, погуляв по Aurland. Очередной чистый, уютный городок-поселок.

Прошлись по улочкам, зашли в местную кирку (кирка — лютеранская церковь). Примечание: кирки находятся повсюду, каждая из них окружена могильными камнями. Получается, что кладбища не прикрыты заборами, не находятся в стороне от населенных мест. Они встречаются прямо в центре городов и поселков. Все уютные, ухоженные, красивые. Интересный момент — могилки не имеют оград и фотографий, на одном камне могут быть несколько родственников с разными датами жизни.

Внутри кирки никого нет. Вообще нигде никого. Тихо, мирно, красиво, старинно, уединенно. Увидели книгу посещений у входа, в которой и мы оставили свою запись.

Глава 8. Земля времен рождения планеты.

«Снежная дорога». Здесь два пути — под горами в Лердальском тоннеле 24 км или за облаками по хребту намного больше км (не помню). Первый путь — скучный и однообразный. Второй — однозначный must see. Чтобы попасть на снежную дорогу, держитесь указателей на дорогу Fv243. Вообще, по нашим ожиданиям мы рассчитывали, что вокруг нас прямо по дороге будут горы снега, но, видимо, сказалось время — начало августа. Снег уже растаял в основной своей ежегодной массе, оставшись большими пятнами в безмолвной тишине, окружающей дорогу. Серпантин дороги, как всегда, узкий, гладкий, петляющий на повороты в 90-180 градусов.

Порой, когда пустая дорога позволяла — баловался на своем минивэне, представляя себя за рулем раллийного агрегата, разгоняясь педалью в пол, оттормаживаясь до поворота, затем резко в нем топя газ до упора снова в пол, немного подкруживалась голова :). Сразу вспоминаются рекламы с автомобиями, когда их показывают катающимися по горам… Я тоже был таким :). Серпантин выводит в итоге выше облаков на высоту более 2800 м. Воздух холодный +7 градусов, облака под нами, легкий моросящий дождик местами. Погода, как в конце октября. Сыну очень понравилось, что он смог на машине побывать в облаках, а затем и побегать в них же. Здесь он ощутил теорию о тумане и облаках своим собственным телом, увидел, как начинается дождь из облаков.

Поездка по этой дороге сопровождается безграничными видами первозданной, никак не меняющейся со временем обстановки. Вокруг снеговые шапки вершин, снеговые островки на нашей высоте, множество камней, усеявших буквально все вокруг, зеленая, сочная трава и ни одного дерева (высота все же). Встречается много озер снегового происхождения, кое-где водопадишки небольшие. Единственное обновляющееся — дорога. Смотришь так на валун и думаешь, сколько же ему лет. Однозначно в сравнении с нами — вечность. Человек тут не главный. Мы просто созидатели, и не надо мешать жить миру.

Там же нам повстречался памятник мусору, создаваемому людьми. Стилизовано в пещеру, где за стеклом лежит чучело медведя на горе разнородного людского мусора, в аннотации смысл был примерно таким —«…весь этот мусор, что собран здесь, мы нашли неподалеку в горах…». Наглядно показывает, как сильно человек пренебрегает природой. Сыну было полезно увидеть это, свою правильную отметку в голове он поставил. Поставили и мы с женой. В Россию бы такие памятники…

Ехали, останавливались, глазели по сторонам и вдруг —ЛЕДНИК! Я не мог подумать, что это так красиво и могущественно. Думал так: «Ну, увижу ледник и ладно, что я лед не видел, что ли. Просто много льда, как много снега». Однако это намного красивее. Массив многовековых снегов и льдов. Думали остановиться и прогуляться к ним, но чет не захотелось мерзнуть в этот раз, и поехали мы дальше в сторону следующего места «Дорога Троллей».

«Дорога Троллей» (или «Лестница Троллей») знаменита тем, что поднимается резко на 900 м вдоль склона скалы, делая 11 резких поворотов по 180 градусов с уклоном до 9 градусов, ширина дороги такая, что в некоторых местах две машины разъехаться не могут и приходится одному сдавать назад в «карман» на обочине. Посередине дорога пересекает водопад Стигфоссен через мост. Водопад стремится сверху, пролетая мимо тебя, разбиваясь внизу пылью воды. Дорога красивая, мечталось пронестись по ней на каком-нибудь заднеприводном дрифткаре (в качестве пассажира), сам до первого поворота только бы проехал — дальше полет :). Спускаясь вниз, несколько раз остановились пофоткать и поехали дальше. Наше фото только одно, к сожалению (подвел фотоаппарат снова), поэтому вслед за нашим фото идут несколько из просторов интернета.

Вдруг, проезжая вдоль очередного залива, увидели радугу. Такую радугу в таких ярких красках с полным перекрытием от берега до берега не видели еще ни разу. Она была как бы осязаема, казалось, что ее и потрогать можно. А по преданиям радуга начинается и заканчивается там, где лежит сундук с золотом, спрятанный гномами :). Сын очень хотел добраться, но не получилось, конечно же, — радуга исчезла при подъезде.

Глава 9. «Край Земли».

Далее в маршруте была «Атлантическая дорога». Знаменита красотой окружающей природы, связывает собой острова, расположенные в Атлантическом океане, изюминка — «Пьяный мост», который уходит в никуда :). Говорят, что дух там захватывает во время шторма.

Фото не мое, но я хотел бы так….

К сожалению, при нас был штиль, но с закатом :). По пути проезжали небольшие деревушки, мирные, тихие, ухоженные до мелочей. Увидели на пути небольшую мастерскую, где восстанавливают старые американские авто — интересно было остановиться на пару минут. Видели автосалон бу американских авто. Поразили цены. Dodge Ram 6,2L стоит 700 000 крон (около 4 млн. руб.). Но особенность норвежцев в том, что средний заработок простого работника магазина около 30 000 крон. В России такой аппарат стоит от 2 000 000 руб. Далее выводы делайте сами, когда сможет купить продавец такой авто.

Проехали по дороге около 11 км через 7 мостов пару раз, на Пьяном мосту уходящем в небо даже сделали кадр. Там же на одном из мостов наблюдали, как рыбачат местные и иностранные гости на простые спиннинги, вылавливая при нас хороших плотных скумбрий, отдавая головы летающим вокруг чайкам. Вот тут я пожалел еще раз, что не бросил в машину из дома удилку.

Оставил жену наготове с фотиком, съездил через мост за кадром фото.

Так мы побывали на Атлантике, встретив закат с уходящим в океан солнцем. Красиво там, безмятежно, тихо.

«Мы были на краю Земли», — так посчитал сын, и мы с ним согласились, было очень на то похоже. По крайней мере, это была самая крайняя точка от дома. Дальше все маршруты уже были только в направлении России. С чувством уходящего времени отпуска поехали по неизведанным дорогам с навигатором в сторону Лиллехаммера.

Глава 10. «Мир детей».

Далее был день для сына — неподалеку от г. Лиллехаммер есть два больших парка развлечений для детей. Мы выбрали «Лиллипутхаммер», т.к. он как раз предназначен для детей до 8 лет, соответственно сыну (7 лет) можно было все (Хундерфоссен больше, но на 2/3 аттракционов ему вход запрещен). Особенность — все стилизовано под то, как будто здесь живут лилипуты. Все маленькое, чувствуешь себя великаном. Цена билета на одного в районе 1300 руб. Вроде недешево за вход. Однако это финальная цена, и в нее включены все аттракционы и места в парке, кроме еды и напитков —и получается очень даже дешево. Сын этим воспользовался сполна, покатавшись «до опупения» на всех по нескольку раз. По улицам бродят огромные куклы. Здесь есть домики, заполненные картинами, дома-кинотеатры, дома-студии, в которых дети могут рисовать, лепить, творить.

Примечательно еще вот что — график работы норвежцев. Были мы в субботу летним днем и никак не ожидали, что время работы детского парка может быть до 18:00. Ровно в 18:00 парк прекратил работу, все вышли, разъехались и наступила тишина. Время 18:15 суббота 2 августа… Но сыну этого хватило — «Я стал самым счастливым ребенком в мире» :)

Довольные хорошим днем отъехали за город, поужинали-поиграли.

И поехали в сторону Швеции, увидели просто знак «Sverige», просто пересекли его и оказались в другой стране.

Глава 11. Где-то неподалеку от Стокгольма.

По пути к Стокгольму вечером заехали в музей военной техники «Arsenalen», где собрана наиболее значимая броне- и автотехника первой половины 20 века. Парк техники огромный, изучать можно весь день. Ко всему можно подойти, в некоторые образцы можно влезть внутрь. Есть сцены, иллюстрирующие бой, ремонтный цех в лесу, разбитые снарядами бронелисты. Очень много фотографий. На выходе можно купить сувениры. Мне очень понравилось. На картинках много чего видел, но стоять вживую рядом например с Тигром — ощущение то еще…

Вечером прогулялись по окраине Стокгольма возле громадной пристани яхт, поглазели на них, на людей, пока глазели, вспомнили, что машину забыли закрыть. Нажал брелок — один «пик». Значит, закрылась. Раз нет сигнала открытых дверей — закрыты они. Далее мысли: «Если украли что-то, то уже не найдешь, и смысла бежать к машине нет. Гуляем дальше». При возвращении все было ок. Вот так притупляются чувства бдительности «за бугром». А рядом стоят два мотоцикла с просто лежащими на них шлемами. Может, здесь уже коммунизм…

Переночевать хотели в кемпинге, но приехали поздновато (после 22:00). Решили переночевать в машине на большой стоянке возле леса. Наутро, проснувшись, вижу через окно в трех метрах белку, фоткаю, конечно же. Вышел из машины, умываюсь, чищу зубы — выходит из леса лиса, подбегает к нам и спокойно убегает в сторону и дальше в лес… Удивление. Пошутили с женой «Дальше, видимо, медведь выползет за сгущенкой». Не выполз. Непуганные звери. Привели себя в порядок, поели, собрались, набрали воды в кемпинге и поехали в Стокгольм.

Глава 12. Стокгольм.

Этот день жена хотела посвятить столице Швеции. Первым делом поехали в музей «Vasa». Vasa — это боевой корабль, громадный, ставший флагманом флота, построенный в 1628 году. Красивый, украшенный до мелочей, резные фигуры, краска, архитектура. Так случилось, что у корабля были ошибки в проектных расчетах (высокий центр тяжести и узкий продольный профиль), и в первом плавании в открытом море он затонул. Вышел под полными парусами, ветер накренил судно, вода пошла через бойницы пушечных проемов, и это стало началом конца. Затонула большая часть экипажа, жены и дети порядка 200-300 человек (по случаю первого выхода самого большого, мощного и красивого корабля было разрешено в первом плавании быть и семьям экипажа, по случаю выхода было торжество, салют из бортовых орудий).

В 1961 году его подняли и началась реконструкция. Об этом процессе в музее показывается фильм на разных языках — интересно. Понимаешь, какого большого труда все это стоило. Также очень много экспонатов, иллюстраций в малых видах процесса строительства, восстановленные в воске лица людей, затонувших на корабле и многое-многое другое, на что можно легко с интересом потратить 3-5 часов. Музей супер.

Далее, пообедав в летнем кафе у фонтана, пошли гулять по центру к дворцу. Королевский дворец. Красиво, но Зимний дворец в Санкт-Петербурге намного лучше. Смотрели памятники, архитектуру, городские мелочи. Погуляли по центральным узким улочкам наподобие Арбата — много лохотрона, торгашей, магазинчиков, люди самых разных народов. Тесно и страхово за личные вещи :). Видно, как некоторые «простые люди» совсем не так просты и не просто так они здесь :).

Нагулявшись по магазинам (в них есть все, интересно, очень много и красивые вещички), купив сувенирчиков, пошли к машине. Далее вечером была бронь на паром до Финляндии, жаль, но мы стали еще ближе к России. Мне нравится, где мы живем, но после увиденного многое кажется в нашей стране безумным, порой дурным.

Вечерком погрузились на паром, все так же — каюта, душ, сын в игровых зонах, мы отдыхали на корме с чашечкой кофе и шведским пивком, вспоминая как же все было успешно в наш отпуск… Затем здоровый сон до утра.

Глава 13. Дом… наш негостеприимный ДОМ.

Паром причалил около 8 утра, и поехали мы на границу с Россией по южной части Финляндии. Просто доехали до границы. На границе была небольшая неприятность, о которой писал в начале отзыва. Скопирую: Берите визу на более долгий срок. Мы взяли ровно на количество дней пребывания с 26.07.14 по 5.04.14 = 11 дней. Из-за нежелания ждать ночи и пересечения границы 25-го дней у нас стало 12. И на пересечении границы обратно у сурового финна пограничника был вопрос «Eleven days! Why twelve…». Ну тут я немного труханул, я же в его глазах нарушил ЗАКОН и был целый день нелегальным типом с женой и ребенком у них на территории )) Взгляд меня прожигал, я развел руки «Sorry, first time… We don’t know…» и — ШТАМП! Мы едем домой! )) БЕРИТЕ ДНИ С ЗАПАСОМ.

Нашу границу прошли за три часа — всего одно окно вместо трех финских. Ноу комментс —итс Раша. Пересекли границу, и начался отрыв недавно культурных аккуратных автолюбителей —кто-то слева с ревом обгонит, кто-то справа по обочине, сплошные линии есть, но их не замечают… Как так то? Вы же только что три часа назад спокойно пилили не только 80 км/ч, но и 30! Менталитет? Раздолбайство и безнаказанность. Это чувствовалось и в кафе (хорошем на вид и вкусном на еду):
— Где у вас туалет?
— Вот ключ, за углом.
….еле-еле открыл дверь, гора бумаги, наверное, под ней ведро есть в недрах, вода холодная, мыло — кусочек обмылка, грязно…

Чувствовалось это и на «Зеленых» стоянках». От окурка до ржавой ерунды вперемешку с прочей лабудой из банок сока, пакетов и прочего-прочего… Стыдно. На душе прочно основалось чувство злобы на людей и сожаления за страну. Далее скажу так: от Ленинградской области до Чувашии все было в таком состоянии. И только в Чувашии стало чище и опрятнее. Татарстан порадовал еще больше. За Татарстан даже гордость поднялась, что у нас дороги лучше, поля ухоженные, деревни живые, обочины чистые, везде камеры, следящие за скоростью. Конечно же, относительно другой России лучше. Со Скандинавией не сравнить особо.

Вот так через 14 дней, отмотав 7500 км, мы вернулись домой, затискали дочуньку, раскидали вещи и продолжили жить дальше, мысленно прикидывая следующее путешествие на лето 2015 года…

Итого:

• бензина ушло ровно 40 000 руб. (рассчитывал 30, но не предусмотрел количество гор и серпантинов)
  • кемпинги около 15 000 руб.
  • еда около 20 000 руб.
  • паром Финляндия—Швеция—Финляндия 6000 руб.
  • сувениры, музеи, развлекушки еще около 20 000 руб.

Так что уложились в ровно 100 000 руб. Получили массу позитива, красоты, памяти, опыта диких вылазок, узнали частичку импортного мира.

По дороге не было никаких неприятностей, все было ок, интересно и бодро. Фотоаппарат, конечно, подвел сильно… Ну и ладно, планшет тоже сойдет :). На будущий год возьмем новый хороший фотик.

Всего хорошего, доброго, чистого!

Дмитровский район
Мосты очень красивые, если интересны именно детские парки, то германия и латвия велкам, там они дешевые и их сотни. В след раз берите велики, ну и за 14 дн. 7 500 слишком жестоко. Хотя это как наркотик, съездив раз ездишь потом еще и и еще и кабачно-гостиничный туризм уже не интересен.Не понял как готовили, но плитки мечта-электро и газовая ковеа за 800 р. из декатлона + набор болончиков делают вообще все дешевле и автономнее, прямо в горах можно пожарить мясо, а не бегать по кафе.Само собой набор круп и макаронов обязателен +масло в бутылке.Балду можно снять с крыши , туда прикрепить 4 вела - в ЕС есть много велодорожек.Много раз к нам подходили наши туристы и говорили все бы отдали за велики.
Если не были в леголэнде (рядом с Нюрнбергом - то не ездите, дорого 156 евро на 4 и ни о чем, лучше плэймобиль, это вещь всего за 44 евро). Такой же дорогой парк эфтелинг в голландии и тоже ни о чем. А вот в польше динопарк с динозаврами за три рубля очень даже, как и дешевый аквапарк в кракове. Ну а венский, пражский и другие зоопарки это классика уже.

Классно

Молодцы, зачет!!!

оренбург
добавим фоток с языка. тоже был в этом году.
молодцы только 5 .

"Детское счастье непредсказуемо, и никогда не знаешь какая мелочь осчастливит ребенка."
А вот здесь в десятку! Хороший, красивый отчёт, прям сказка, зачитался Всё, решил после вашего отчёта, что сегодня покрашу во дворе лавочку, просто так, пусть народ офигеет...))) Как говорится, начну с себя.))) А то так будем постоянно "ими" восхищаться, а если каждый из 100млн. работоспособного сделает любое доброе дело хоть разок, то сразу мы станем на ступеньку лучше.. Всё, погнал за краской.. Не шучу.))

Ребята молодцы! Искренне рад за Вас! Отчет обалденный, читать приятно! Желаю много позитивных путешествий и новых положительных эмоций!

Элефант24:
"......с егодня покрашу во дворе лавочку, просто так, пусть народ офигеет...))) Как говорится, начну с себя.))) А то так будем постоянно "ими" восхищаться, а если каждый из 100млн. работоспособного сделает любое доброе дело хоть разок, то сразу мы станем на ступеньку лучше......
абсолютная истина! я заметил за собой изменения, сын стал более бережлив (жена всегда соблюдала добро и нас наставляла). я стал при случае делать просто так хорошие вещи. смешно смотреть за реакцией окружающих )) а мне приятно. вот например ехал пару недель назад - люк по левой полосе открытый (можно при попадании на встречку вылететь и .........), развернулся, одел перчатки, взял знак треугольный, пошел, покантовал "лючок", остановились машины со всех сторон, пропустили, посигналили. дело сделано. кто-то подумал "что за придурок на дороге ходит?", кто-то "вот спасибо", кто-то вообще не понял ничего. а мне все равно - главное теперь люк закрыт и в темноте все спокойно доедут до дома.
может когда-нибудь настанет момент, что мы сами будем присматривать за своим окружающим миром просто потому что мы станем лучше. и не будем баранами и овцами тупого стада. вот пример из далекого, но запомнившегося: женщина разбирала какую-то упаковку, порвала, бросила на дорогу. на замечание "выбросьте мусор" был ответ "пусть выбрасывают те, кому уходят мои налоги и платежи".... у нас тысячи таких примеров... жаль.

Липецк-Нижневартовск
Отличная поездка. И бюджет нормальный и эмоций море. Супер. Спасибо за такой отчет.

velik123:
.....В след раз берите велики......
очень хотелось, но с ними неудобно так много ездить. хотя велики есть и было бы здорово поездить кое-где на них.
ну и за 14 дн. 7 500 слишком жестоко
нет, если 4000 из них проедешь в два приема по 1,5 дня (казань-финка-казань). другие 3500 за 11 дней - уже совсем мягкая цифра получается )
velik123:
Не понял как готовили
горелка комбинированного типа либо газ, либо бензин BRS-8 (1700р где-то). очень удобно. за всю поездку потратили вроде 2-3 литра бензина, 250гр. газа. удобно и тем, что пару раз по утрам и вечерам когда было прохладно - грели ей пространство в палатке (кусок железа с камнями на горелку - вот и готова печь ;) комфортно, сытно и тепло было у нас.

по местам посещения спасибо, скопировал, поковыряю потом...

Большое спасибо за этот рассказ. Я имел возможность пожить и поработать в Скандинавии и после возвращения оттуда всё время хочется всем сказать: Люди! Учитесь быть людьми! Это же так просто и так приятно!
А ведь всего-то и требуется - с уважением относиться к другим людям и природе.

Интересный и познавательный отзыв! Путешествие - класс! Фото - отпад!

5+++ за рассказ. Природа очень красивая и чистая. Согласен с верхними комментами, чтобы у нас было чисто и культурно, начинать надо с себя!

Междуреченск, Кемеровская
Просто здорово, что вам эта поездка принесла больше, чем просто приятные впечатления и воспоминания. Люди в Скандинавии сделали для себя мир таким, в котором им комфортно жить. Это просто удивительно и вызывает зависть и тоску. "Тоску"-потому что наша страна просто обязана быть лидером мировой цивилизации. И все условия у нас для этого есть.

Спасибо за интересный рассказ, прочитал с удовольствием.
Вопрос про дневной паром: после фактически бессонной ночи удалось насладиться видами архипелага или отправились отсыпаться? Вопрос не праздный: потихоньку готовлю маршрут на следующее лето (уже 5-я поездка в эту замечательную страну). Дневной паром на пятерых обойдётся в ~40-50 евро (автопакет + 1 палубный билет), а на ночной придётся брать 2 каюты. На круг в 4-5 раз дороже. Выгода очевидна, но смущает ночной переезд + дневной сон по очереди + еще и до кемпинга нужно будет добраться по быстрому...

PS: Информация о детском парке в районе Лиллехаммера пришлась очень даже в тему. Спасибо.
Мои путешествия http://travel.drom.ru/user/447510/
Мои отзывы: Hyundai i40 2013, Ford Focus 2007

Спасибо за интересный рассказ,за красивые фотки. Очень понравилось.
Опять задумался.

Почти все места, где были мы.
Только долго ты, дружище, собирался. Задумал что-то, берешь семейство и вперед! Теперь сам видишь, что ничего страшного.

Легко и интересно написано. отдельное спасибо за массу полезной информации и фото красивых местах. Мы были неделю в Финляндии-это прожитая сказка, а Норвегия - это сказочная мечта которая надеюсь осуществится. Горы, фьорды, умиротворение и вообще великолепие природы! рады за Вас!!!! Исполнения вам всех последующих путешествий!

Город над вольной Невой
Ну вот, когда у себя на родине такой порядок наведете, сможете собой гордиться!

Спасибо вам всем прочитавшим за ваши отзывы. Отлично что понравилось и есть информативность. Если есть вопросы - спрашивайте, отвечу подробно.
ShurickF:
......после фактически бессонной ночи удалось насладиться видами архипелага или отправились отсыпаться?.......
Удалось очень даже. Было примерно так с округлением до получаса...
1. посадка в 8 утра
2. 8.00-8.30 расположились в каюте
3. 8.30-9.30 прошлись по парому по всем этажам, магазинам, развлекушкам, изучив что да как, позавтракали, поглазели на берега и островки с палубы
4. 9.30-10.00 приняли душ и все такое )
5. 10.00-15.00 я отключился в сон, жена тоже прилегла днем ненадолго (они-то спали гуд, авто для сна комфортен и они отсыпались ночью пока я ехал), сыну дали рацию (рации обязательно возьмите. 0 руб. за разговоры, постоянно все на связи где бы мы ни были, соответственно не привязывались ни по времени, ни по месту и были спокойны друг за друга) и он с рацией улетел в детскую зону периодически поддерживая с женой связь по рации.
6. 15.30 - 19.00 я проснулся выспавшись, пообедали, и далее мы вместе с женой гуляли, смотрели, глазели, блуждали по магазину, сидели в кафе, диву дивились до самого вечера пока не приплыли. сын весь день провел в играх ) ходил как русский шпион с рацией )))
так что дневной паром нам очень понравился. берите смело.
сразу про "а не страшно ли ребенка одного отпускать?" - он воспитан четко, адекватен, обучен как надо себя вести, что можно и что нет. да и ведь это не россия, здесь я бы задумался очень, а там как-то спокойствие опьяняет.
ShurickF:
не перепутайте, там их два. о втором я тоже написал

Почти все места, где были мы.
сомнений и боязни не было, но есть обстоятельства у всех. нас держала ипотека, совсем маленькая дочка, олимпиада сочинская (строить надо было).

Омск-Нефтеюганск-Нижний Но
Отличная поездочка
Сами в это же время были в Норвегии только заезжали мы через Мурманск и проехали Через всю Норвегию с заездом на лофотены.
Удачи в новых путешествиях
И удачи на дорогах

Междуреченск, Кемеровская
у нас Россия лучше, красивее и Роднее!
То, что в России лучше это понятно. Почему гейропа-то ? Не надо мыслить шаблонами и стереотипами которые вам подносять в виде готового набора мыслей наши СМИ. Тем более, как ни крути, Европа продолжает оставаться на острие технического прогресса (вспомним где учился Петр 1 и Ломоносов).

Симферополь
Сказочная красота! А ваш рассказ - руководство к действию. И путеводителя не надо.
Шо вы гаварите?

LebedevSS:
Я не против, ну по факту бородатые женщины научат наших "Петров" теперь уже не тому(((

где белая и зеленая зима
красота ребятки красотисча!!!
Проснулся и как давай жить!

rick777rick:
Доходят все. От 3 лет до 70 (вот молодцы!)
Конечно лучше на дом2 равняться. Вам туфту показывают, а вы и рады вестись

Хорошее путешествие, обожаю скандинавскую архитектуру)как здорово быть молодыми родителями!) А то, что наши люди мусорят, дак это о разницах в границе зоны комфорта: у большинства нашего населения она заканчивается за дверями своего дома/квартиры, в европе она намного шире, поэтому и не мусорят на улице, ибо для них немаловажен комфорт за пределами их собственного дома)

На ГРАНДИСЕ хоть куда)))

Отличное путешествие, земляк! И хорошее руководство.

Спрашиваю потому что у самого дети маленькие, 3 и 6. Хочется с ними тоже в Европу скатать, но боюсь не оценят. Им как то моря хочется больше.
Мой отзыв: Toyota Venza 2013

Очень позитивный отчёт, читается легко! Приятно на фото видеть счастливые лица, видно, что они искренние. Жаль, что резкость плоховата и разрешение маленькое. Рад, что любите свою Родину, а чтобы научиться убирать за собой мусор, не надо обязательно ездить за границу.

[quote=Balansir]....А не было ли скучно семилетнему ребенку 2 недели смотреть на горы-скалы-водопады?.....[/quo te]

совершенно нет. ему нравится бегать, гулять, лазить (стремился то забраться повыше, то намокнуть в реках )), то взять рацию и "исследовать что-то впереди в лесу". давали ему свободу ) для него было все необычно - палатка, люди, окружающий мир и постоянная смена всего вокруг, с "импортными" детьми спокойно играл в кемпингах в футбол, догонялки, у детей есть какое-то свое понимание друг друга )
скучно ему было в городах при прогулках. мы любовались-глазели на архитектуру и прочее, а ему это не было интересно по понятным причинам - ребенку что "ленинградка" 9 эт, что дворец в швеции - одинаковы по значимости )))

в целом - для сына это была очень полезная поездка.

ааа, как же это невероятно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!

Дмитровский район
Там здорово, сам ездил на 70 дней 2 раза, много парков, зоопарков, дет.площадок. На АЗС игровые площадки, как и на вокзалах, все для людей и детей.А больше нравятся не сакральные места типа Праги или Вены, а небольшие тихие города в Альпах в Германии, или на море во Франции.В какой бы точке Европы бы не был везде кемпинги - их 26000 в ЕС, многие с бассейнами, дет.площадками, но не чугунными из совка, а интересными по смешной цене - 20-30 евро на всех в сутки. После этого ездить по РФ с палаткой кажется неудачной шуткой - где мыться, как справлять нужду, как развлекать детей, что смотреть ? Трава , деревья, камни - здорово, но вот хочется и посмотреть реальные парки, где все открыто, все животные в открытом доступе такие как летуч.мыши величиной с собаку, лемуры, муравьеды, + безумное кол-во лазалок, аттракционов, горок, а не тюрьмы для животных как в мск. Стоянок в рф нет, кемпингов нет, цены на все бешенные. В польше даже гостиницы могут стоить с питанием по 30 евро на всех (не рэдиссон конечно), но и не бичарни вдоль дорог.ПС,Я все такие небольшие поездки называю именно поездками -обыденная для жителей ЕС вещь, путешествие это все таки 80 дней вокруг света).У нас да поездка на 500 км -это героизм к сожалению.С другой стороны за 40-60 дней уходит тысяч 400, но скупают же люди куски железа - паркетники, чтобы стоять в пробках за лимон, и не парятся, а за несколько сот тысяч рублей можно увидеть другие планеты по сути без свалок и брод.собак, это важнее.

Удмуртия,п.Кез
Очень рад за вас! Отличный отчет! Пейзажи в Норвегии сногшибательны!
Мой отзыв: Opel Corsa 2008

Scout66:
Моей коллеге 74 года и она до сих пор участвует в соревнованиях по ориентированию, в т.ч. международных, случается и побеждает. По росту на голову ниже меня, а я 176. Это помимо работы инженером наравне со всеми.Конечно лучше на дом2 равняться. Вам туфту показывают, а вы и рады вестись
не знаю даже таких передач, телевизора дома нет!

Один из лучших отчетов о Скандинавии на Дроме.
Я часто бываю в Финляндии и Швеции, реже в Норвегии, но всегда ловлю себя на мысли, что в этих странах хочется постоянно улыбаться. От чистоты, от приветливости, от красоты природы и людей.
Как только пересечешь границу - грязь, безумные маневры на дороге, хмурые лица.. Я очень позитивный человек, люблю Россию, но первые минуты после возвращения переживаю тяжело :-(.
Насчет великов в Норвегии: если на стене дома нет медалей по велоспорту, - НЕ БЕРИТЕ! Рельеф не тот. Я однажды взял :-(((.
Насчет границы РФ-Финляндия: сорри, не согласен с автором. Наши работают гораздо быстрее. А в последние пару лет научились даже улыбаться и желать доброго пути.
Насчет "гейропы" : по мне лучше встретить улыбчивого добродушного пид@р@са, чем угрюмое злобное быдло традиционной ориентации.

Набережные Челны
ооо, Татарстан!, я рад очень рад, что Вы смогли не только съездить, но и поделиться своими впечатления о Северной Европе, как раз таки планирую в будущем такой же маршрут как у Вас.
Сам этим летом семьей путешествовал с Набережных Челнов до Европы, только другое направление Наб.Челны-Казань-Москва-Белару сь-Польша-Чехия(Прага)-Хорвати я-Черногория и обратно. Тоже очень понравилось путешествовать по Европе на авто. Такие же впечатления как Ваши, хочется снова ездить туда снова и снова, изучать новые страны Европы. Молодцы!!!

какие вы молодцы!отличное путешествие,легкий и захватывающий отчет.теперь даже сомнения появились,куда лучше в следующий отпуск:Чехия-Германия или по вашим стопам в Норвегию.кстати,поддерживаю ваш отзыв о российских деревнях.(ездили этим летом Тюмень-Казань-Москва-Выборг-Яр ославль-Тюмень). После Башкирии и Татарстана сильно бросилась в глаза нищета подмосковья и очень сильно удивились.Вроде,чем ближе к двум столицам,тем лучше должны жить люди,оказывается бывает и наоборот...

просто супер

Очень красиво!

пять+

NRW
молодцы , классные фото , а норвегия это разрыв шаблонов , мне кажеться западное побережье норвегии не предназначена для жизни , но безумные викинги всё обустроили ))) , а почему не пошли на язык троля вы же были совсем рядом

не автолюбитель:
.....а почему не пошли на язык троля вы же были совсем рядом
язык тролля изначально очень желаем был, но он был бы тяжелым для похода семилетнему ребенку (11 км по горам с камнями-валунами туда и столько же обратно = 22 км). поэтому пришлось проехать мимо... в общем к нему не рекомендуется ходить если нет уверенности в своей хорошей форме. дойти можно, но для чего убиваться? походы с детьми должны быть в меру сложными.

Саяногорск
так вот опять задумался? Что ж за люди у нас такие? Нас...ть, обматерить, превысить, пересечь. Особенно в Сибири и дальше на восток (((((

Отличная поездка,прекрасный отчёт и фото,приятно почитать.
Всяческих успехов.
РТ-пример для РФ.

NRW
[quote=rick777rick]язык тролля изначально очень желаем был, но он был бы тяжелым для похода семилетнему ребенку (11 км по горам с камнями-валунами туда и столько же обратно = 22 км). поэтому пришлось проехать мимо... в общем к нему не рекомендуется ходить если нет уверенности в своей хорошей форме. дойти можно, но для чего убиваться? походы с детьми должны быть в меру сложными
да физическая форма должна быть хорошая , просто я видел , как родители шли с детьми там

не осилил с утра , но фото поглядел ..красиво
На100ящая ХОНДА-наш ярко красный лайнер !

абалденное путешествие !!!
Четкий и красивый расказ.
Завидую белой завистью !
Нам бы блин всякие тайланды да турции подавай,надоб тоже собратся в такое путешествие на авто.
Любой отзыв (мнение) - имеет право на существование.
Мои отзывы: Honda CR-V 2008, Honda Civic 2008

Санкт-Петебрург
На самом деле, бывает по-разному, говорю, как человек, который через эту границу ездит часто, раз на раз не приходится, иногда в России постоишь, иногда в Финке.
у нас Россия лучше, красивее и Роднее!
Киселев не зря свой хлеб ест

Вообще удивительно, что в комментах так мало вылезло Ура-патриотов, сейчас бы рассказали вам, какие у них там налоги, и как они там загибаются, и вообще как их можно с нами сравнивать, ведь размеры разные и вообще мы лучше всех, а они все бедные. А еще у них скучно, да, а в России очень весело, аж до слез.
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Просто замечательно!!!!!!!!!
отзыв хороший и интересный!! возникло несколько вопросов-
какие нужны документы для подобной поездки по скандинавии,какая виза (у Вас вроде норвежская,но Вы были и в Финляндии и в Швеции.) и водительские права (международные)???
деньги брали в какой валюте?

Одесса
Спасибо за хороший рассказ!
Впечатления один в один. И однозначно хочется еще!

roma888:
.....возникло несколько вопросов-
какие нужны документы для подобной поездки по скандинавии, какая виза (у Вас вроде норвежская,но Вы были и в Финляндии и в Швеции.) и водительские права (международные)???
деньги брали в какой валюте?
ок, расскажу по порядку без проблем )
1. документы - загранпаспорт, виза шенген. на авто - сделать европейскую страховку "гринкарта" (где осаго делаете, там же и ее сделают. стоит те же деньги). Остальные документы те же, что и для поездки по россии - обычные наши )
1.1. очень поможет вам в понимании всех возникающих вопросов "форум винского" - все и обо всех странах мира от простых живых людей путешественников.
2. виза норвежская, брать надо по правилам шенгенской зоны визу в ту страну, где собираетесь пребывать наиболее долгое время. поэтому - норвегия (получили без проблем за 7 дней). в еврозоне можно ездить по всем странам шенгенского договора без границ. там их нет. они условные как у нас границы между областями или республиками внутри страны.
3. международные права не нужны в страны подписавшие венскую конвенцию. страны евросоюза подписали. если необходимо знать какие страны - в поиске просто впишите "венская конвенция".
4. деньги - евро тысячу. а вообще карта в рублях. конвертация автоматом. не заморачивайтесь

и карты принимаются везде. даже у мороженщика на улице с тележкой ))

и карты принимаются везде. даже у мороженщика с тележкой на улице - есть считыватель карт )

"Виза была открыта с 26.07.14, а был вечер 25.07.14. Подумали, что не стоит ждать у границы до ночи и попробовать с русским «авось» сквозануть через границу 25-го. Так и вышло, поулыбались нашим, поулыбались финской девушке, попрактиковались в английском и языке жестов — взмах руки — ШТАМП! И вот мы в 20.00 пересекаем финскую границу довольные, счастливые и открытые миру."

совершенно не понятно как так можно было договориться, с учетом щепетильности финских служивых людей. Только если по невнимательности. Есть большой риск быть развернутым назад.

С Поляками такое не прокатит, хоть 20 мин до суток действия визы: Что пан здесь делает?! Пшел вон! - Пан пограничник я здесь подожду у заборчика. Приезжай через полчаса, а пока пшел в Беларусь. -Кого ты на нетралке, я сказал в Беларусь!

Оч интересно описал, как будто сам побывал. Про паром удивило, для сравнения, на нашем скотовозе "Сахалин 9", за 19 часов мучений, вы с семьёй тысяч 50р отдали. Как так получаетса?

Фотографии отличные!!!)))

Спасибо за развёрнутый ответ! и еще по нему некоторые тонкости:
1.загранпаспорт надо нового образца или старого можно (который на 5 лет).
Выходит что оформил вот эти 3 документа-загран,2 визы,гринкарту и катайся хоть по всей Европе без проблем????!!!....чудеса...... .!!!

Спасибо за отличный, позитивный отчет! У нас, конечно, такой чистоты, как в Скандинавии, нет и не скоро будет, а жаль.

"...Фотоаппарат, конечно, подвел сильно… "
Кстати, а что за фотоаппарат у вас был и что с ним не так, почему подвёл-то? Затвор заклинило?

"...Фотоаппарат, конечно, подвел сильно… "
Canon PowerShot модель не помню... 7ХХ какой-то. Хороший. А подвел из-за того, что перестал видеть аккумуляторы и постоянно просил даже с заряженными аккумуляторами - поменять их.
Шальные ручки маленькой дочки его довели до гибели ))

"...Фотоаппарат, конечно, подвел сильно… "
Шальные ручки маленькой дочки его довели до гибели ))

roma888:
Спасибо за развёрнутый ответ! и еще по нему некоторые тонкости: 1.загранпаспорт надо нового образца или старого можно (который на 5 лет). 2.шенгенская виза-где её оформлять и сколько это стоит (только в мегаполисах делают?) 3.норвежская виза нужна-что получается что нужно две визы-шенген и еще одна в какую либо из стран наиболее длительного пребывания?тоже где делают и сколько стоит?
легко отвечу, хоть и с опозданием ;) 1. разницы нет. мы старый делали (дешевле) 2. оформлять в консульстве или в визовом центре. поищите здесь http://guide.travel.ru/norway/... мы нашли в казани через поисковик здесь http://www.tourister.ru/consul... 3. виза в норвегию и есть шенгенская виза. теоретически можно пересечь границу по любой визе из стран шенгенского договора и объехать с ней все страны европы. мы пошли по правилам - взяли в страну где дольше будем пребывать.
именно так! )) только виза нужна одна всего лишь. главное въехать и выехать не раньше и не позже установленного срока (штраф + дальнейшие проблемы с получением виз).

Позволите ещё вопрос? Вы упоминали, что поехали без дочки в это путешествие, почему, если не секрет? Не потому ли, что мала слишком? И как вы считаете, будь ребёнок (дети) младше, насколько сильно усложнило бы это всю поездку? Как я понимаю, в таком формате, как у вас, с одно-двух-трёхлеткой не поедешь, правда?

Бубута Бох:
.........Вы упоминали, что поехали без дочки в это путешествие, почему, если не секрет? Не потому ли, что мала слишком?...
только из-за возраста. ей на момент поездки исполнилось три года. в таком возрасте ребенку что пригород, что заграница - все одинаково. смысл ей ехать отпадает. только поэтому

Хорошее путешествие! Мы тоже с дочкой 5 летней в начале лета были там - просто влюбились в Норвегию...

SuperSurgeon:
Элементарно Жадность человеческая.

Очень хороший отчет, достаточно информативный и полезный.

Сыктывкар
А если в начале июня поехать ,не будет холодно?Кто нибудь ездил в июне?

Черноголовка
Спасибо за рассказ, воспользовались техническими деталями при нашей поездке на авто в Берген.