Скандинавия и Россия: наблюдения и впечатления

08.10.2014 | 21731 просмотр

О возможностях, которые сейчас имеют люди, лучше всего сказал один известный писатель.

Интервью с Рэем Брэдбери:

— В 1950 году вы написали книгу, принесшую вам всемирную славу, — сборник рассказов «Марсианские хроники». Там говорилось: уже к началу второго тысячелетия на Марсе будут поселения, целые города землян. Как вы думаете, почему этого в итоге так и не произошло?

— Ответ сегодняшнего дня: потому что люди — идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде айфона, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. Человечеству дали возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением — пить пиво и смотреть сериалы.

Крутовато, конечно, загнул. Истина, как водится, посередине — iPhone тоже не самая плохая вещь, но возможность узнать мир — приоритетна!

Поэтому, смотря на карту мира, сам себе задаю вопрос:
— Что меня останавливает?
— Правильно — ничего!

Итак: моя цель Скандинавские страны — Финляндия, Швеция, Норвегия. Почему именно Скандинавия? Потому я там ещё не был! Как её достигнуть? Разумеется, на своем автомобиле! Кроме того, очень хотелось увидеть Северное сияние (осень как раз сезон) и мыс Нордкап — самую северную точку Европы. Надо только заехать за Полярный круг.

Довольно быстро и легко получена Шенгенская виза в консульстве Норвегии (как страна с наибольшим временем пребывания). Запрашивал 19 дней пребывания за рубежом — столько и разрешили. Должен отметить, что условия получения Шенгенской визы существенно упростились, по сравнению, скажем, с 2006 г. В тот год мне удалось побывать в Италии и не скажу, что оформление визы было простым делом.

Разработка маршрута заняла более полугода: каждый день пути я расписал буквально по часам. Прибывая в любой город, я точно знал, что мне надо увидеть, где пообедать, куда поставить машину. Для примера, обычный день выглядел так:

г. Берген (Bergen), Норвегия:

Ночлег — кемпинг Skogtun на берегу Норвежского моря около городка Mevik, где-то в 25 км от центра Бергена.
Парковка — за древним собором, который называется Bergenhus, старинным каменным зданием на берегу.
Обед — в самом центре города, в порту есть рыбный рынок, на котором можно не только купить утренний улов местных рыбаков, но и покушать. Найти это место просто — стеклянное здание в порту, напротив Брюггена с красными зонтиками.

Что осмотреть:

• Квартал Брюгге,
  • средневековые сооружения Хоконсхаллен и башня Розенкраца;
  • усадьба Э. Грига (Troldhaugen),
  • Аквариум,
  • фуникулер Флойбанен (Fløybanen) .

Машина Ford Kuga, 2009 г. в., МКПП, 2 л турбодизель, 4WD. Пробег на момент старта — 77 тыс.

км. Забегая вперед, скажу — машина НИ РАЗУ не подвела! Я постарался ответить ей тем же — ни одной царапины.

Как-то особенно машину не готовил: заменил масло в двигателе, в муфте Haldex, установил видеокамеру в салоне. Демонтировал заднее сиденье, вместо него из штакетника и плит ДСП сделал подобие кровати. На него положил надувной матрац.

Подушку и постельное бельё взял своё из дома, так как в Скандинавии зачастую сдают жильё без этих предметов. Также взял запас провизии: тушенку, лапшу, чай, сахар, концентраты супов и каш, приправы. Две плиты: газовую и бензиновый примус — готовил одновременно на обоих, очень удобно и быстро. Думал взять ещё палатку, но решил не горячиться (всё-таки поздняя осень) и обойтись кемпингами и придорожными мотелями. От идеи ночевать в отелях отказался сразу. Стоимость отелей в Скандинавии редко опускается ниже 100 евро за ночь. Если быть точным, то совсем не опускается.

Старт — 30.09.2013 г.

Выехал из дома часа в 2 ночи. По опыту знаю, рассвет наступит очень скоро, и я за это время успею проехать много. Хотелось проскочить Новокузнецк без утренних пробок, да и Новосибирск тоже, уже без вечерних пробок. Новосибирск оставляет в который раз негативное впечатление от своих водителей. Отражение манеры езды — состояние их машин: такого количества разбитых бамперов, фар, мятых крыльев вы не увидите больше нигде.

Традиционная остановка в пос. Журавли на шашлык и чай. Вкус прежний, цена новая. Скажу политкорректно: несколько неожиданная.

И следующая остановка уже поздно ночью сразу за Омском в придорожном мотеле «Транссиб-Комфорт» на 591 км трассы Омск—Тюмень.

Настоятельно рекомендую — отличные номера, качественное питание, разумные цены. Отмечу, что у них в будке ЗА мотелем мастерская по ремонту раций. Там пожилой мужчина сидит. Попросил настроить свою радиостанцию — настроил, благо дело несложное. При попытке расплатиться денег взять наотрез отказался. Минут 10 я ним перепирался, потом уговаривал. Так и не взял!

Телефон: +7-3812-598-597, +7-951-429-4976 (77, 78,79) E-mail: motel55@mail.ru

GPS координаты: N 55.353889 E 73.155556

Первый день пути оказался и самым результативным по пройденному пути: 1200 км. Впрочем, на обратном пути сделал точно также, естественно, в обратном направлении.

Спал до упора. Упор наступил около 10 часов дня. В путь. И в дальнейшем просыпался, как придется. Отпуск всё-таки, а не гонка «Париж—Дакар». Заранее настроился не ставить себе какие-нибудь планы: «проехать 1000 км и спать». Как чувствовал: всё, глаза смыкаются, сразу искал место для отдыха. Никакой кофе и энергетические напитки не заменят пары часов сна. Если со временем совсем беда: человеку достаточно 4 часов сна, чтобы весь день чувствовать себя нормально.

Стиль вождения у меня уже отработан — около 400 000 пройденных километров научили многому. Вкратце: скорость выдерживать в районе 100-110 км/ч. Полное табу: обгон в зоне действия знака «Обгон запрещён» или сплошной линии разметки. Таким образом, избегаю бесконечное количество рискованных обгонов грузовых машин, обеспечивается движение без лишнего напряжения. Безопасность поставил во главу угла. Разбитая машина в чужих краях — то ещё приключение.

Путь по России.

Осенняя Россия. Самое красивое время года. Даже не спорьте. Буйство красок просто ошеломляет. Череда российских городов: Омск, Тюмень, Пермь, Киров, Вологда. Все они похожи друг на друга. Если побывал в Новокузнецке/Новосибирске, то можно считать, что увидел все российские города. Исключения редки. Индивидуальность городов за огромными и неуместными рекламными щитами просто не увидеть. Вообще, реклама в России приняла неимоверный размах и имеет какой-то адский характер! Да такого нет нигде в мире! Даже в странах третьего мира. Поверьте, поездил немало. По ТВ и радио она идет непрерывным потоком. В почтовые ящики суют листовки. Столбы, стены, заборы, двери — всё заклеено объявлениями. По телефону звонят странные люди и предлагают кредиты, вклады, сыграть в форекс и что-то ещё…

На 3 день пути я потерялся во времени — кажется, что в пути уже с неделю. Тем более, что сразу за Екатеринбургом (в простонародье — «Ёбург», «Катя») в результате навигационной ошибки корабль налетел на камни мой путь пролегал по второстепенным дорогам, в стороне от федеральных трасс. Вот тут открывается истинная «Некрасовская» Русь. Кое-как залатанные дороги, буквально массово брошенные деревни и церкви оставляют тяжелое впечатление.

Такое количество разрушенных церквей сильно удивило. Для примера, в Ульяновской области таких церквей — 12 штук.

http://urban3p.ru/ http://uvlecheniehobby.ru/viewtopic.php?f=44&t=130

Не добавляют оптимизма и придорожные памятники погибшим. Мало того, сейчас вполне официально ставят большие могильные кресты в начале дорог! Впечатление, что еду по кладбищу, преследовало весь путь по России.

Особенно запомнился баннер — «На этом участке дорог в 2013 году погибло 12 человек». Подумалось, почему бы не сделать дорогу так, чтобы не писать такие вещи. Если не получается сделать нормально, то разбомбите эту дорогу! Между воронок не погоняешь…

Ну что ж, сделал для себя вывод: не доверяться целиком навигатору и обязательно иметь бумажную карту по всему маршруту следования. Мне пришлось докупать впоследствии карту России и Скандинавии.

Въезд в Питер ознаменовался заправкой на «ЛУКОЙЛе» на европейский манер, т.е. сначала заливаешь топливо, потом платишь (более в РФ я такого нигде не встречал) и пробкой на 5,5 часов!!! Т.е. проехать 14 км до гостиницы в Питере мне понадобилось именно столько времени. Народ, смотрю, уже привычный к такому развитию событий: повсеместно достал электронные книги — читает. Культурная столица, что скажешь..))) После такого транспортного катаклизма и подумаешь, а стоит ли жить в крупных городах? Полжизни на асфальте оставлять... Если только работа уж очень перспективная и высокооплачиваемая, которая сможет перевесить транспортные минусы.

Кстати, причина пробки во многом характеризует нашу страну: ехал в центре города Санкт-Петербург КАМАЗ. Военный. Ехал он не просто так, а с полевой кухней на прицепе. Но не доехал до места дислокации — упал на борт. Прямо на оживленном перекрестке, перегородив его полностью. Так как машина военная, то надо ждать военных для оформления ДТП. А это, сами понимаете, дело не быстрое. Как назло, в смежных улицах закрыты проезды ввиду ремонта. Всё. Стоим. Население Санкт-Петербурга — 5 028 000. Многие имеют машины.

Поэтому, сразу начинаешь ценить наш город, избавленный от этих проблем. Если уж коснулся Междуреченска, то, вне всяких сомнений, он самый удобный и комфортный город для проживания! Чистый, компактный, вся природа в шаговой доступности. Основная проблема — это экология.

Остановился в центральном районе Санкт-Петербурга в гостинице «На Мучном». Цена 1500 р./сутки. Бронировал ещё в Междуреченске через www.booking.com

Довольно убого, но и цена соответствующая — сойдет. Кровать, душ, розетка есть — это всё, что мне нужно. Удивила высота потолков — около 3,5 м.

С питанием проблем в Питере нет. В частности, прямо в этом же доме, где гостиница, расположено кафе с забавным названием «Столовая №1».

Питание в России для масс организовано гораздо лучше, чем в Европе. Средний счёт 250-300 руб. В Европе, конечно, тоже с голоду не умрёте, но и ценник в 500-600 руб. как здрасьте. Причём в России это будут горячие блюда, а в Европе — бутерброд и кока-кола.

Пребывание в Питере решил ограничить 3 днями — отдохнуть с дороги, посетить музеи, театры, рестораны, концерты звезд мировой эстрады, ночные клубы. Пополнить запасы провизии и пресной воды. Увы, но я явно переоценил свои силы. А сил хватало только на что-то одно. Поэтому, по мере осмысливания создавшейся ситуации, сначала жертвой пали ночные клубы, потом рестораны…

В общем, ограничился Русским музеем и Царским селом.

Царское село сильно пострадало в войну от Вермахта. До сих пор ещё идут восстановительные работы. Тем не менее, очень впечатляет: русские цари знали толк в роскоши!

Вокруг Ленинграда повсюду следы прошедшей войны. Танки, пушки на постаментах. В каждом селе — памятник павшим. На этих памятниках — таблички с именами погибших и свежие венки. Зачастую количество погибших переваливает за сотню. И это в селах, которые и не сразу заметишь с дороги!

Для понимания масштабов: за 5 лет оккупации немецкие потери в Норвегии — 1317 человек убитыми. На Восточном фронте немцы и их союзники теряли убитыми — 3 800 чел. ЕЖЕДНЕВНО.

Не ошибусь, если назову Русский музей одним из лучших. Чего стоят картины Айвазовского, Брюллова. По-моему, эти художники находятся за гранью таланта и гениальности. Второй раз в жизни бываю в Питере и второй раз иду в Русский музей. Ну и Казимир Малевич со своими «Квадратами». Во множественном числе — потому что у него два «квадрата»: Черный и Красный. Есть ещё Круг. Да много у него чего есть…

В качестве ликбеза: «Черный квадрат» — замещающий собой солнечный круг, символизирующий победу активного человеческого творчества над пассивной формой природы. Что обозначает «Красный квадрат», предлагаю узнать самим. Ну ладно, скажу. «Красный квадрат» — это Женщина в двух измерениях. Вот. Сколько ни напрягал воображение — ну не получается у меня с женщиной в двух измерениях! Даже в одном измерении — никак. Буду работать над собой.

Народ в Питере доброжелательный, отзывчивый. Прогулялся по Невскому… Был напуган: подумал, что попал в разгар гей-парада. Молодые люди, видимо, одеты по последней моде — во всё обтягивающее. Потом понял - продвинутая молодёжь соответствует текущему тренду. Куда катится этот мир…

07.10.2013 г. начало действия Шенгенской визы, проставленной у меня в паспорте, поэтому можно попытаться пересечь границу. Расстояние Санкт-Петербург—Хельсинки составляет 400 км.

Я уже привык к другом исчислению: если больше 1000 км — это много, если менее 1000 км — это немного. 400 км пути — это просто ерунда.

По пути купил «Зеленую карту», продают на каждом повороте трассы «Скандинавия». Это подобие нашего ОСАГО для Европы: она необходима, если пересекаешь границу на своем авто. Чуть менее 3 т. р. за месяц пребывания. Свое здоровье страхуешь на стадии оформления Шенгенской визы — без страховки её просто не оформят — около 50 руб. за сутки пребывания за рубежом.

Переход границы решил организовать через пограничный переход «Торфяновка». Какую-то заинтересованность в моей судьбе проявили только российские таможенники и пограничники: прищурив глаз, не спеша, смерили оценивающим взглядом. Сверху-вниз. Молча. Потом, спросили пару вопросов, осмотрели авто с пристальным вниманием к багажу. Кто попадал в неприятные житейские ситуации, скажем, с ГИБДД, тот примерно понимает, о чём я говорю.

До самого последнего момента не верилось, что всё обойдется: вот сейчас пограничник скажет: «у вас документы заполнены гелевой чёрной ручкой, а надо шариковой синей! Отойдите в сторону, не мешайте работать».

Но, три раза спросив: «Вы один?» и три раза получив утвердительный ответ, офицер пограничных войск ФСБ России ставит штамп прохождения границы в паспорт. До свидания, Родина! Встречай…

…Финляндия.

Финнов, похоже, вообще ничего не интересовало — штамп в паспорт и гуд бай — минуты 3, не более.

Еду по Финляндии. С трудом осознаю, что я проехал почти полмира. Один. На своем авто. Удивился. Довольно амбициозный и отчасти авантюрный план пока что получается воплотить в жизнь! На ум приходят слова известного политического деятеля:
Нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять. Мы решили ряд труднейших задач. Мы свергли капитализм. Мы взяли власть. Мы построили крупнейшую социалистическую индустрию.

Ну, а я увидел первый съезд с дороги на площадку для отдыха и решил отдохнуть/перекусить. Напряжение дня дает о себе знать.

В Европе зачастую невозможно остановиться на обочине дороги, как в России. По двум причинам. Первая, потому что так не принято, вторая — потому что это невозможно физически: обочина представляет собой участок дороги шириной от 30 см (в Норвегии) до 1 метра (в Финляндии). Таким образом, остановившийся автомобиль создает реальную помеху и угрозу для движения. Да в этом и нет никакой необходимости: площадки для отдыха оборудованы столом для обеда, контейнером для мусора, асфальтированы и чисты. «Чисто» — в прямом смысле слова. Я понимаю, это звучит непривычно, но вряд ли там можно найти даже окурок. Хотя нет, вру. Можно найти и смятую пачку из-под сигарет. Только эта пачка будет иметь акцизную марку из России и скажет о том, что здесь совсем недавно был россиянин.

Практически сразу после пересечения границы бросаются в глаза очевидные отличия от России: идеальная поверхность дорожного полотна, не затёртая разметка, придорожные поля как будто причёсаны, нет выставленного хлама перед домами, сами дома как игрушки, подчёркнутая вежливость водителей.

А вот и первая топливная заправка по пути, которая чуть было не внесла кардинальные коррективы в осуществление дальнейших планов. Заправка оказалась автоматической. Т.е. оператора нет вообще. Вставляешь банковскую карту, набираешь ПИН-код, ВЫНИМАЕШЬ карту, заливаешь топливо, ещё раз вставляешь карту — только тогда списывается сумма. Это сейчас я такой умный, а тогда эта процедура мне была неведома и поставила перед выбором: либо возвращаться, либо как-то иначе решать топливный кризис. На четвёртой или пятой заправке мне удалость научиться. Девушка-оператор подсказала. Должен отметить, скандинавы очень отзывчивые и доброжелательные люди — НИ РАЗУ мне не ответили раздражённо, по-хамски (дескать, понаехало вас тут). Главное — сформулировать мысль. Увы, это получалось нелегко. Знания моего английского достаточно скупы.

В заграничных вояжах надо иметь 2 банковские карты желательно разных банков: с ЧИП-ом и без ЧИП-а. Наличных денег с собой брал немного и то, на всякий пожарный. Наличные все до цента привез назад. Достаточно банковской карты. Её принимают даже на рынках. Очень удобно. Не нужны мелочь, обменники и прочие атрибуты наличных денег. Портмоне не оттягивает карман и не выпирает наружу — так как не нужны запасы долларов, евро, крон и т.п. Почему в России так неохотно внедряют — просто удивительно. Уж не такая высокотехнологичная и дорогостоящая вещь карточный терминал.

Сейчас я расскажу об организации питания и дам кучу рецептов.

На завтрак подавали варил овсяную кашу.
Вот рецепт №1: берем пакетик с концентратом овсяной каши, заливаем кипятком, ждём 5 минут. Съедаем.
Чай с бутербродом из хлеба и колбасы. Лучше брать кашу в стаканчиках — приготовил, съел, выбросил. Очень удобно.

Обед.
Рецепт №2: берем пакетик с концентратом супа, банку тушенки (обращаю внимание, покупайте тушенку только высшего сорта), 1 литр воды. Минут за 5 до приготовления супа вываливаем всю банку в котелок. Жир выбрасываю. За пару минут до готовности добавляю приправы. На 2 дня супчика хватало. Хранил в термосе с широким горлом. В таких раньше давали шахтерам обеды.

Отдельно был термос под кипяток для чая. Могу только посоветовать брать термос со стеклянной колбой — они гораздо дольше держат тепло.

Ужин: продукты из супермаркета. Никакой экзотики: сыр, колбаса, фрукты.

Купил клубнику из Бельгии — каждая ягодка, как бриллиант. Вкуса нет вообще, слабый запах клубники. Купил мясо в Норвегии — ещё красивее бриллианта. Цена под стать стоимости драгоценного камня — более 1000 руб./кг. Пожарил. Почему-то возникла ассоциация с подошвой кирзового сапога. То-то меня кассир разглядывала с интересом. Жаль потраченных денег. Магазины здорово напоминают нашу «Палату» как по размерам, так и ассортиментом — всемирная глобализация налицо. Только нет таких очередей на кассах.

Столица Финляндии — это такой город, где все самое интересное можно осмотреть буквально за час-два. Прямо на набережной — торговая площадь, на которой в шатрах готовят экзотичный для нас стрит-фуд вроде тушеного северного оленя и разнообразных блюд из мойвы, лосося и других рыб. Непосредственно с этого места открывается вид на Успенский православный собор, являющийся крупнейшим православным храмом Северной и Западной Европы. А в квартале от набережной находится главная достопримечательность Хельсинки — Сенатская площадь. В ее центре стоит памятник русскому императору Александру II, которого финны почитают за то, что он расширил права автономной Финляндии и в 1863 году даровал ей Конституцию. За его спиной возвышается величественный Кафедральный лютеранский собор Святого Николая, а слева — главное здание Хельсинкского университета. Самый оптимальный способ осмотра города — туристический трамвай номер 3T и 3B (круговое движение, но в разные стороны), можно проехать по всему центру за час, удобно, посмотреть общий вид.

Следующее место не пропустит ни один уважающий себя мужик! Нет, это ни пивная. Это танковый музей. Расположен в г. Парола (Parolan Panssarimuseo). От Хельсинки до музея 110 км.

Финны — отважные воины. Они сумели успешно противостоять мощи Красной Армии. У них не было танковых войск как таковых. За счёт советских трофеев они были созданы. После зимней войны у Гитлера не оставалось сомнений относительно дальнейшей судьбы СССР — план Barbarossa был им подписан.

Финнам хватило ума сохранить старенький танк Т-26 (1940 г.). Они его не покрасили и не сдали на слом. У него на башне до сих пор видны красные звезды (более ни на одной машине в музее их нет). Кажется, что он только что вернулся с поля боя. У этого танка я насчитал 6 пробоин от снарядов. Участи экипажа машины боевой не позавидуешь.

Из Финляндии в Швецию удобнее всего попасть на пароме. Можно, конечно, и на авто. Но лучше на пароме. Билет на паром купил в «Макдональдс». Не то, чтобы они торгуют билетами, просто у них бесплатный Wi-Fi (и, к слову, туалет), поэтому захожу на сайт финской паромной компании Viking line и покупаю билет на дневной рейс Турку—Стокгольм. Теперь достаточно на пункте контроля показать номер заказа.

Теплоход оказался с красивым женским именем Amorella (есть 6 «сестёр» с не менее звучными именами: Gabriella, Mariella, Isabella, Rosella, Cinderella). Позже из новостей узнал, что месяц спустя, Amorella налетела на мель в результате потери управления из-за аварии в машине.

M/S Amorella
Пассажиры: Взрослые — 1 Каюта
Питание: Завтрак в 08:30 по финскому времени: Взрослые — 1
Транспортные средства: Автомобиль: длина до 5 м, высота до 1,9 м — 1
К оплате: 35,50 EUR
На вечерний рейс цена вдвое больше. Время в пути около 10 часов.

Как бывшего военного моряка размеры парома поразили: по водоизмещению он вполне сопоставим с нашим авианосцем «Адмирал Кузнецов». Перевозит 2 500 пассажиров и 450 авто.

Приятно было почувствовать вибрацию палубы от работы машины, негромкий гул турбин. Знакомые звуки. Они меня сопровождали на время прохождения службы на большом противолодочном корабле «Маршал Шапошников». Нашел свою каюту: хоть небольшая, но удобная и с душем. Несколько удивило, что автомобили никак не крепят — авто просто заезжает на грузовую палубу, останавливается и водитель с пассажирами идет к себе в каюту. Видимо, штормов по пути следования не бывает.

Не увидел я и крыс — вечных жителей на кораблях. Выдам военную тайну: на военном флоте крысы рядовое явление. По мне они пробегали дважды. Только хвостом по роже мазнут…

Процесс погрузки-выгрузки, уборки судна отработан до автоматизма. Время стоянки судна в порту 1 час и в обратный путь. За это время успевают принять топливо, продукты, полностью убрать каюты, а их 1600.

Паром по прибытии швартуется прямо в центре столицы Швеции городе…

…Стокгольм.

Обзорная поездка по центральной части города и первые впечатления весьма позитивны. Красивый город. Просто нет слов. Чувство, что находишься в XVI веке, не покидает. Старые города, как старые фотографии, можно рассматривать бесконечно.

Вспомнил про Карлсона (того самого, живущего на крыше). Подтверждаю — да, в Стокгольме большинство крыш оборудованы под жильё.

Интересная нация. Такого количества блондинок я не видел за всю свою жизнь. Надо будет заехать как-нибудь ещё :). Народ массово занимается спортом: даже ночью бегают, крутят педали у велосипедов. Самое серьёзное внимание безопасности: если спортсмен — то в шлеме и наколенниках, ночью — с фонариком.

Странно, но много курящих. Думаю, не меньше, чем в России.

Если попробовать описать Швецию одним словом, то это слово будет «креативность». И в Финляндии и в Норвегии такого и близко нет. Возможно, некую аналогию можно провести с Италией, тоже творческая интересная страна.

Выезжаю за город по направлению к городу Гётеборг, вижу уединённую стоянку и принимаю решению здесь поужинать и ночевать прямо в машине. Поужинал. Завел машину — ночью довольно прохладно, и спальный мешок уже не спасает, лег спать. Посреди ночи — стук в окно. Ещё и светят в салон мощным фонарем и что-то говорят по-своему. Наконец, расслышал- «POLIS». Милиция по-нашему. Кто-то бдительный, видимо, донес: дескать стоит авто с заведенным мотором, с непонятными номерами. Паразит...

Проверили паспорт, осмотрели авто, повернулись и уехали. Более я с их полицией не сталкивался.

Гётеборг

Является вторым по величине городом Швеции после Стокгольма. Население 520 тыс.человек, т.е. сопоставим с Новокузнецком (550 тыс. чел.).

Запомнилось, что в городе 2 (две) радиостанции, вещающих только классическую музыку. Притом репертуар и качество вещания подобрано так, что было очень интересно слушать.

Листая туристический буклет о городе, наткнулся на интересную информацию — в городе действуют 5 (пять) клубов для людей с не совсем обычной ориентацией. Теперь понятно, почему в Европе так возбудились о новости о запрете гей-пропаганды в нашей стране.

Осло.

Это столица и самый крупный город Королевства Норве́гия. Осло находится на одной широте с Санкт-Петербургом. Климат города, да и всей Скандинавии, близок к морскому. Лето прохладное, а зима мягкая и снежная. Зимой редко бывают сильные морозы, а летом жара бывает не каждый год.

Показалось неожиданным, как местные скульпторы видят образ женщины в своих произведениях. Если в России девушка с веслом уже хрестоматийный образец скульптурной композиции, то в Норвегии часто можно видеть скульптуру девушки без весла! И без одежды! Притом всей. Безусловно, порадовали таким нетривиальным подходом к искусству.

Покинул Осло, далее мой путь пролегал по основным достопримечательностям страны:
Preikestolen или «Кафедра проповедника». Это гигантский утёс высотой 604 м над Люсе-фьордом (Lysefjord).
— Хардангервидда (Hardangervidda) —национальный парк состоящий из:
— ледника Хардангерйокулен (Hardangerjøkulen),
— водопада Верингфоссен (Vøringfossen)
— Флом (Flåm) — небольшой городок в оконечности Согнефьорда. Примечателен высокогорной электричкой Фломской железной дороги (Flåmsbana). Время в пути 30 минут «туда», столько же обратно. Стоимость — в районе 3000 руб.

— город Берген (Bergen), приводил в качестве примера выше. Старинный портовый город.

— Водопад — Lottefossen.

К сожалению, мыс Нордкап и северное сияние увидеть не довелось. Не повезло с погодой — за Полярным кругом выпал снег. А у моей машины стояли летние шины. Поэтому не стал рисковать, к тому же появился повод приехать сюда ещё раз.

Вот основные моменты моего путешествия. На самом деле впечатлений гораздо больше и их трудно передать словами. Поэтому, подводя…

…итоги

скажу: как ни странно, самые большие впечатления остались от России. Состояние шока испытываешь дважды: когда покидаешь Россию и когда возвращаешься обратно:

1.   Россия для жизни страна некомфортная: за каждое, пусть даже мелкое дело, нужно бороться с полной самоотдачей: будь то проехать перекресток в час пик или прийти на приём к доктору в больницу.

2.   Громадные просторы — за 5 дней пути я доехал из Междуреченска в Питер. Швецию я пересек по диагонали за 6 часов. Постарались предки для нас, ничего не скажешь… Если вспомнить, что некоторые правители щедрой рукой ещё подарили Крым, Аляску, да и ту же Финляндию (статья была написана за полгода до присоединения Крыма к РФ).

3.   Такого хамства и бескультурья, как в России, вы не увидите нигде и никогда в Европе: обогнать по обочине пробку, выйти в обгон перед закрытым поворотом, писающие на обочине дорог мальчики, выкинутый в окно окурок — обычное дело в России, абсолютно невозможное в Европе. Мы для них — дикие папуасы. Пол-Европы проехал — бровью НИ РАЗУ не повёл — отличные доброжелательные водители без всяких половых и возрастных отличий. На заднем стекле автомобилей нет никаких наклеек — чайников, туфелек, воскл. Знаков, указывающих, что владелец авто может быть неадекватен.

4.   Убогие дороги. Имеются участки просто грунтового покрытия. И это я говорю не о дороге на дачу, а о федеральных трассах!

Под Ишимом.

Оказалось, что Кузбасс — неожиданно приятное исключение. Хотя магистраль Новокузнецк— Кемерово уже порядком изношена, тем не менее остаётся примером: это разделение встречных потоков, отличная инфраструктура, неплохое покрытие.

5.   Абсолютная запущенность в организации дорожного движения в городах, как результат — высокая аварийность, пробки, нервы... Проблемой никто предметно не занимается, как правило, ограничиваясь установкой знака «40», и модного ныне «лежачего полицейского».
В российские города просто опасно заезжать!

6.   Грязища. Нет, не так. ГРЯЗИЩА!!! В Скандинавии я ехал за грузовиками в дождь — никакой грязи! Даже трактора чистые. Дождь, оказывается, — просто вода с неба. За 3 недели пребывания в Европе мне не понадобились услуги автомойки. И, кстати, на дорогах и тротуарах нет луж!!! И в дождь, и после дождя. Видимо, это секретные технологии, недоступные российским ученым, строителям, властям. А может просто поперечный профиль дорог выдержан «дугой» и сделан водоотвод.

7.    Безопасность.
Воров, жуликов, коррупционеров и прочих негодяев не отмечено. Это у них. Хотя, думается, никуда они не делись. Тем не менее, ощущение безопасности не покидало меня ни на минуту. Всё-таки лишиться в чужой стране даже части имущества — событие не из приятных. Тем более, что оно, имущество, находится в одном и притом не самом защищённом месте — в автомобиле.

У нас тормозили «господа полицейские» без видимой причине в Тюмени и Ленинск-Кузнецком. В Тюмени предложили пройти тест на наркотики и алкоголь. Отказался; сказал — везите в больницу, к доктору. Интерес тут же пропал. Молча отдали документы. По дорогам много ГИБДД-шных засад, камер — выручал антирадар и СВ радиостанция — дальнобойщики друг друга предупреждают. Антирадар в Европе запрещён, снимал на границе и прятал под обшивку в машине ))).

8.    Русские люди любят поговорить. Часто говорят громко. Совсем нередко кричат. Кричат везде: на улице, дома, по ТВ. Кричат все: родители на детей, воспитатели…снова на детей. Ещё могут прям на улице начать лупить … снова детей. Так вот, за 3 недели за границей от таких манер отвыкаешь мгновенно. Происходящие дома вещи просто ошеломляют.

Теперь о Европе:

1.    Живут по принципу — никому не мешай и не будет проблем. И этот принцип действительно работает. В потоке машин не слышно громкой музыки усиленной сабвуфером; из парка не доносятся визги и мат со звуком разбитой бутылки;

2.    Если нечаянно наступил на ногу европейцу, то он ещё и извинится!

3.    После 19 часов не принято звонить друг другу. Даже близким друзьям.

4.    После 22 часов города вымирают — все спят. Реально: на улице и дорогах никого нет, как будто население закрылось дома и ждут зомби. На российских дорогах ночь никого не останавливает: на обочинах моргают аварийками фуры, кто-то кого-то таскает на «галстуке»… движение стихает, но не прекращается, ближе к 2 часам ночи.

5.    Если посмотришь на другого человека чуть дольше обычного — принято здороваться. Вне зависимости от пола и возраста.

6.    Много путешествующих пожилых людей. Притом едут, как правило, вдвоем: муж и жена.

7.    Что совсем не понравилось: машина в европейском городе — головная боль для владельца и мощный удар по кошельку. Для примера, чтобы заехать в Стокгольм нужно заплатить порядка 300 руб. — за платные дороги и за парковку — 200 р./час. Просто, оставить машину на обочине нереально. Либо штраф, либо штрафстоянка. Только так и никак иначе. Как говорится, «Ordnung muss sein» (в переводе с немецкого «Должен быть порядок»). Поэтому вся Европа на велосипедах. Практично и для здоровья полезно.

Для российского автомобилиста тут кроется опасность: кроме привычных — пешеходов и трамваев, прибавляются велосипедисты на велосипедных дорожках. В общем, нужно время, чтобы адаптироваться. У меня адаптация вылилась в небольшую неприятность, когда я попытался задавить бегущую лань девушку на переходе. Она на меня посмотрела с таким недоумением и непониманием!!! Именно недоумением — вроде взрослый мужик… До сих пор неудобно. Ей в Россию нельзя — умрёт сразу. Притом на пешеходном переходе.

Для тех, кто хочет повторить нечто подобное пара советов:

1.    Было бы идеально застраховать машину по КАСКО с условием действия страховки за границей.

2.    Учитывайте, что любая авария на современном авто, как правило, приводит к его обездвиживанию. Что с ним делать в этом случае в «медвежем углу» за рубежом, лучше подумать заранее.

3.    Не доверяйтесь на 100 % навигатору. Он может сыграть злую шутку, как это было со мной. Изучите маршрут по карте. В памяти всё равно отложатся ключевые названия, позволяющие вовремя среагировать на уход с маршрута.

4.    Самое важное — документы и деньги. При их утере приключения переходят на новый уровень.

5.    Приобретите смартфон: он должен содержать Skype, программу навигации и оффлайн переводчик. Жизнь здорово упростится.

6.    Самая большая опасность на дороге — вы сами. Сон за рулём здоровья ещё никому не добавил. Обгонять перед встречкой, полагая, что он подвинется — большего идиотизма трудно представить. Подумайте, возможно, водитель на встречке набирает СМС!

Если всё-таки попали в такую дикую ситуацию, то наверняка решите свернуть на обочину встречной полосы. Знайте, водитель «встречки» решит так же! Доставать ваши трупы из разорванных авто будет непросто. Возвращайтесь на свою полосу, даже если придётся столкнуться с попутным автомобилем.

Примеры можно посмотреть на ресурсе «Чрезвычайное происшествие», там их навалом.

и вот к какому выводу я пришёл: современный транспорт здорово сжимает расстояние.

ЗЕМЛЯ — не такая уж и крупная планета :))).

Видео  https://www.youtube.com/channel/UCydyHssAI8eA6OSXETer9rA/videos

Съемки: фотоаппарат Canon EOS-60D и Tamron AF 17-50mm 2.8 XR Di II SP

Замечательный отчёт! На "5+".

интересно
http://lobovoe.com/katalog/SNOW - лобовое стёкло для снегоходов!

Прочитал на одном дыхании. Всё адекватно и правильно написано! Согласен со всеми выводами.. но может Россия тем и хороша (а может и не хороша), что в ней свободы много и не загнана в рамки законов и приличий, но тут уж, как говорится, каждому своё...))) Нравится, что могу порыбачить везде и прочие свободы, не нравится то, что люди , как бы это правильней сказать,ну не ценят этого... Может потому что мы так мультинациональны? У каждого своя культура, воспитание, взгляды? Автор молодец!!!

Да,когнитивный диссонанс у автора.
В России боится маргинальных гетеросексуалов,а в Европе *****ов))
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Дорогу Бердюжье-Ишим уже асфальтировали.
Можно не пугать начинающих путешественников.
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Слава Военно - Морскому Флоту! Такого толкового отчёта с таким большим количеством по настоящему полезных советов я ещё на ДРОМе не читал. Как нынче говорит молодёжь: автору "респект и уважуха". В 2013 году мы с женой совершили автопутешествие "Вокруг Балтийского моря..." ( https://travel.drom.ru/24480/) по Скандинавии, но всё равно читать Ваш отчёт было интересно. Спасибо. Успехов Вам и новых дальних дорог.

Кызыл

Отлично написано.
Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.

Норм!
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.

Можга
Молодец! По-военному все написано, внятно, четко. Еще бы дебет с кредитом свел...

Киров
суровая реальность РФ(((((.просто мечта вот так же сгонять. спасибо за отзыв

Васелий Иванович:
Это очень хорошо.
Осталось добавить качество соц. благ, дорог и личной культуры вождения....
СССР с плановой экономикой имел приоритеты в оборонке, авиации и космосе а каких то простых бытовых мелочей не было .. или приходилось очереди выстаивать.

С автором согласен про культурный шок при выезде из страны и при въезде.
Написал не много но эмоционоально с дельными советами.
Поддержу и то что пыли меньше и покатавшись в дождь машина остается чистой.

Машинку выбирал как европеец. Универсал, дизель, меха =) (шутка)

Северодвинск
Путешествие на "5" ! Написано интересно. С выводами автора согласен.Мы хоть и "богатейшая страна",как кто-то выше написал,но очень отстали от этих "нищебродов" европейцев в развитии общества.Очень велик процент "папуасов диких". А уж что на дорогах творится,какие неадекваты за рулём передвигаются-это мрак.
Мой отзыв: Лада Гранта 2013

Отличный отчет, чувствуется, что писал толковый офицер и интересный человек.
Согласен со всеми выводами и наблюдениями автора, т.к. для нас, жителей Петербурга, Скандинавия - что-то вроде дальней части Ленинградской области :-).
Удивительное дело: я очень много и часто бываю за границей, была возможность остаться там, но я все-равно оставался в СССРРоссии. При всей нашей грязи, бескультурье и дикости мне в Европе было бы банально скучно жить постоянно.
Радует, что хоть что-то и у нас улучшается: мне 60 лет и я еще помню, какие у нас были дороги раньше. Сейчас - гораздо лучше. У нас в Питере и ездить стали гораздо более вежливо.
А вот грязь вдоль дорог - реально скотство! Ну как можно кидать из машин бутылки, окурки, банки из под масла и т.д. ?

шикарный отчет,прочитал с огромным удовольствием.
Prius 20S была,
Prius 20 Business

Молодец, земляк! Отличное путешествие, отличный отчет! Прочитал с удовольствием и взял на заметку полезную информацию. Путешествуйте и пишите еще.

Земляку респект! Фот бы из Норвегии побольше...

Есть запад и восток, а между ними Россия.
И все в шоке друг от друга.
Мой отзыв: Subaru Outback 2004

Автор - молодец! В одиночку так классно проехаться! Сам сейчас пишу отчет о поездке по этим странам летом этого года, но мы семьей ездили. Добрались до Нордкапа, хотя померзнуть тоже пришлось.

И не в защиту жизни в мегаполисах (в ней и правда есть немало минусов), но все же военные грузовики с кухнями в Питере не каждый день переворачиваются! ;) Пробки - есть, но 5.5 часов я еще ни разу в нашем городе не стоял.

деловой отчет! 5+
Добавлю поправку:
"Антирадар в Европе запрещён, снимал на границе и прятал под обшивку в машине )))."

НЕ СОВЕТУЮ ПОВТОРЯТЬ!!!
Финны регулярно шмонают машины именно в поисках этого предмета. Если находят - лишение визы на год+штраф 200 евро.

Ну про Норвегию... жаль что нет ни фоток ни упоминаний про главную достопримечательность - фьорды. Таких красот больше нигде нет.
Питер.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 1999

Хороший,полезный отчёт.

Russian Federation
Автор молодец! Успехов во всем!
Кроме Междуреченска у нас в стране их, городов для "удобного" проживания... куча! Даже порой поликлиники без врачей - лучше не болеть)) - здоровье крепче! Типа как в м/ф "Мадагаскар" где есть умиральная яма))) (если заболел, то идешь копаешь яму и... потом там умираешь), т.к врача нет!
Спальное место... наугад, сказал бы, что это из Челябинска! (не в обиду)
Угробленные авто на дорогах... Вы в Иркутске были? Вот где беспредел! Отсутствие бампера на скорость не влияет, является нормой у 80% водителей и всё в этом роде
У самого так было: после Питера приехали в Новосиб((( ужос! как Вы и описали! В Питере даже в шпакле бамперов не видел, даже шоркнутых кузовных деталей нет! Следят. Манера вождения в Сибе тоже((((хотя ДО этого Сиб был примером, и сейчас, если не после Питера!!!), НО если б мне довелось тогда ехать в Иркутск... наверно бы закурил и выбросил ВУ - вот где ездить не хочется! опять таки НО через пару часов становишься таким же и всё норм!
Зачем путь через Тымень, Киров...? Сам поехал в августе этим маршрутом, но для посещения городов! и больше так НЕ поеду! Через Курган, Уфу, Н.Новгород БЫСТРЕЕ, даже с учетом объезда Казахстана! Там осталось то 9 км плохой дороги и то она укатана и выровнена!
Итоги!... вот это вещь отдельная поддерживаю во всем! приятно почитать адекватного человека!
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

Информации о городах маловато, фоток тоже хотелось бы побольше. В целом рассказ хорош.

Про сравнения и размышления о России и Европе:
1. Ды, мы действительно свиньи и невежды. Лично я звоню своим знакомым и после 19-00, а еще, перегоняя тачку с Востока, неоднократно пИсал на обочине.
2. Да, из-за наших размеров у нас НИКОГДА не будет таких дорог, а те, что есть будут вечно грязные.

Зато:
1. У нас большинство мальчиков похожи на мальчиков, а на непонятные субстанции, спешащие в гей-клуб. У них генофонд скоро только за счет мигрантов-арабов держаться будет.
2. Европа жила и живет за счет колоний, т. е. других стран, этому свидетельства обе мировые войны. Сейчас они в упор не видят фашизм на Украине, ибо у них иные цели. Там, в гей-Европе правит холодный расчет, а у нас - ДУША и жтим мы сильны. А грязь свою как-нибудь переживем, благо нам-то бендеровцы газ не перекроют...
"Когда я был маленьким, я молился о велосипеде. Повзрослев, я украл велосипед и молюсь о прощении."
Мой отзыв: Subaru Forester 1999

Кемеровская обл. Тисуль
Шикарное путешествие ! Удачи!

Молодец земляк! Отличное путешествие.

++++++++++

Как скучно
сочувствующий

Город над вольной Невой
Ну что, мужик, теперь ты знаешь, какой должна быть и твоя Родина. Вперед и с песней!)))

г. Губаха Пермского края
Отличный отчет. Про нашу культуру (а это наша с вами безопасность) на дорога всё правильно.
Я много лет прожил в Пермской области (крае), и уже как год живу в Татарстане. Так вот такого «дибилизма» в манере вождения местных джигитов, как в РТ, ещё поискать.
Не включать поворотники при поворотах и перестроении – это норма.
Если кто-то днем едет с включенным ближним светом фар, то это как правило авто из другого региона.
Половина авто заряжены «крутым» ксеноном made in China, который слепит встречных водителей.
Гоняют во дворах, там, где скопление детей.
Все куда-то торопятся, видимо на тот свет. (дурацкие обгоны через сплошную, под знаки, перед встречкой).
Мне раньше казалось, что в РТ самые злокачественные ГИБДДэшники, гоняют водил и в хвост, и в гриву. А не тут-то было. Им всем пофиг. Они только работают по утреннему заданию руководства. Сам минут пятнадцать наблюдал: стоят с радаром за знаком 20 км/ч, и тормозят только за превышение. Без включенных фар-пофиг, ксенон в тазиках – пофиг, не включают поворотники – пофиг и т.д.
Кто-то скажет: у нас везде так ездят, нет. Летом возвращался с югов, да, хватает всяких «водил», но как только въехали в РТ, сразу понял мы дома, вот они родимые подрезальщики, гонщики, пузотерщики на вазах.

Очень интересно было читать. Простым доступным языком написано. Отправляйтесь еще куда нибудь))

Город над вольной Невой
5,5 часов в Питере можно простоять зимой, в дикий снегопад, в час пик. Так что автор немного преувеличивает. А упитых в хлам, ссущих на улицах финских мальчиков\девочек можно лицезреть по выходным в Иматре и Лаппенранте. Равно как и в других селеньях этой милой страны)))

Междуреченск, Кемеровская
Граждане России :)! Я просто обескуражен…Не ожидал такого количества теплых слов в мой адрес и положительного восприятия отзыва. Это искренние слова. Поверьте, чертовски приятно ваше мнение читать.
Теперь отвечу на вопросы в порядке поступления. Сверху "звездочкой" буду копировать вопрос, снизу ответ. Итак,

*Слава Военно - Морскому Флоту!
Служу Советскому Союзу!Ура!Ура!Ура! Ваш отчет читал внимательно, тоже рассматривал такой вариант, как у Вас. Но решил «бить по площадям»,т.е. не за один раз объехать пол-Европы, а внимательно и не спеша изучить её всю. Начал со Скандинавии…

*Ну-у, зря вы так про нашу Родину. Россия занимает 1-е место по экспорту газа, 2-е по оружия и военной техники, 3-е по нефти, и не говоря про древесину и металл и т.д - Богатейшая страна!!!!!! А вы сравниваете с этими нищебродами.
*Про сравнения и размышления о России и Европе:
*Да многое нужно исправлять в нашей стране, но путешественники обычно рассказывают о впечатлениях от путешествий, а не об том , что всепропало, кругом придурки и срач, и да - правильно сказали выше - семью тебе надо, аффтар.

Вы правы, стана просто богатейшая. И я её не принижаю никоим образом. Я просто говорил об отсутствии элементарной культуры.

*Еще бы дебет с кредитом свел...
150 т.р. без шопинга. Это только затраты на передвижение, житье и т.п. Напоминаю, что я ехал 5 суток до Питера, 3 дня в Питере, 19 в Скандинавии, 5 суток обратно. Соляра в Скандинавии что-то около 75 руб/литр (сейчас около 100 руб. Евро вырос за год). Мотор этот месяц практически не глушился, т.к. октябрь и прохладно.

*Земляку респект! Фот бы из Норвегии побольше...
Спс!!! Да я подумал, что маршрут в Скандинавию достаточно наезжен, потому и не стал много фоток вставлять. Исправлюсь )

*Пробки - есть, но 5.5 часов я еще ни разу в нашем городе не стоял.
Видимо, да. Это была неординарная ситуация- о ней я даже читал позже в федеральных новостных каналах (типа РБК или как их там)

Земля Кузнецкая
Спасибо, прочитал отчет и посмотрел фото с удовольствием. Автор мастер на все руки, такую конструкцию классную соорудил для спального места в машине. Сам много раз разд умывал, как лучше обустроить спальное место в лекговушке, за редким исключением больших универсалов, в которых сиденья складываются в ровный пол. Насчет чистоты за бугром скажу следующее. По своим наблюдениям, разница в чистоте дорог и обочин между Сибирью и Европой видна уже в Питере. Когда был в этом замечательном городе, заметил, что после дождя машина стала не грязной, а чистой! При этом на дорогах было много луж. Может быть это потому, что на Севере Европы грунт песчаный и каменистый, а в Сибири и в Центральной России везде либо чернозем, либо глина, либо грязь и копоть котельных и пыль с угольных разрезов (сравниваю с Прокопой, Кузней, Кемерово, Новосибом).

Земля Кузнецкая
А вообще это мечта - побывать в Скандинавии. Очень красивое место и хорошие там люди, судя по тем же отчетам путешественников на Дроме.

Ну это скандинавия. самый высокий уровень жизнив мире. проедь автор по южной европе - греция, италия, испания - и писающих мальчиков бы увидел, и горы мусора на площадках отдыха, и дыры размером с камаз, и брошенные разграбленные машины.
А например потуси чуть подольше в стокгольме - бежал бы оттуда сломя голову.

На теплом берегу
Очень интересный рассказ, спасибо :)
Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные.

доктора пришли

молодец автор.только вот с учетом что жил в машине бюджет великоват.

Suomi,Finland
Я тоже в шоке ! Питер и трасса на Финку , а что нынче норма обгоны справа ??? ЛЮЮЮДИ очнитесь...Лишать ВУ за такое , Ля в 90е такого небыло...
Legacy BM 2,5 S cvt

тюмень
Блин супер рассказ,легко и приятно читать,спасибо автору большое,обдумываю уже поездку туда же))))))))

San Francisco Bay Area, CA
Молодчина! Отличный слог, приятно читать и все по порядку.

Россия - удивительная страна.
Когда там живешь, то хочется рвануть подальше от этого гадюшника, когда далеко от нее, то вроде скучаешь, но сьездив туда на пару дней, возвращаешься с облегчением, что наконец-то "дома".
После трех лет отсутствия, Москва произвела грустное впечатление.
Этнический состав изменился координально. К сожалению, туда едут не самые лучшие представители иных народов.
Смрад, чад и вонищу трудно назвать воздухом. Как вы этим дышите?
Гонять по обочинам и перехитрить всех - делом чести большинства. И вроде все это понимаю, но отвечают, что в Москве по другому нельзя, потому, что это Москва. И что удивительно, при этом они обвиняют Пу и Ме во сех своих бедах...
Машина любит ласку, чистоту и смазку!

Что-то мало достопримечательностей посетил автор в Стокгольме и Осло... Видимо, мешало наличие авто...
Он нес НеФее литряк вискарика и размышлял, есть ли у этой головы с очками татуировка на пояснице...

akasta:
А например потуси чуть подольше в стокгольме - бежал бы оттуда сломя голову.
Был во всех 3-х странах. Не увидел ничего описанного Вами. Но это не значит, что этого нет. У каждой страны есть какие-то траблы. Я написал лишь то, что увидел и почувствовал: старался быть обьективным. Более того, я просто уверен- в каждой стране есть то, что может огорчить до невозможности. Для примера, как вам подоходный налог в 50% от зар.платы? Ужос... ))). Тем не менее, то что касается каждодневной жизни людей-всё сделано просто здорово. Оч. удобно. К примеру, выезжая со двора, с перекрестка направо, можно не смотреть налево!!! ВЕЗДЕ сделаны карманы для поворота и разгона!!! Также сделаны и карманы на осевой для тех , кому налево. Это что? Проявление инженерного гения? Нет, это просто внимание к организации дорожного движения. Такого , увы, в РФ не видел не разу. Искрене жаль.

Тересссна

Грязь на дорогах от того, что газоны, а это как правило обычная земля, находятся выше дорожного полотна. Вот даже в городе новые дороги строят и снова в те же грабли упираются.

А так, бывали мы там, красиво, но на родине лучше.

Междуреченск, Кемеровская
[quote=Канарейкин]Простите, а где мне писать, если ближайшие 200км нет ни одного туалета? В европе да, там каждые 5-10км паркинг с туалетами, а у нас, простите нет.

Очень интересный отчет, странно немного что один ехал но одному тоже иногда нужно побыть какое-то время и лучше его провести с пользой путешествуя. Так что молодец! но в слудущий раз обязельно нужно взять спутницу))

Что в первую очередь отличает цивлизованные страны от остальных? Это уважение к своей истории и памятникам. В Хельсинки ведь никому даже в голову не приходило и не придет сносить памятник Алесандру-II, зато в нацистком обществе снести Ленина это уже такая народная забава, а еще большая забава для их кураторов смотреть как они это делают.

Написано душевно, понравилось. Фоток бы побольше.

Удмуртия,п.Кез
Прочитал от корки до корки!Отличный рассказ,очень интересно!!! Удачи на дорогах,особенно Российских! После Абхазии в России кажется нормально на дорогах))))
Мой отзыв: Opel Corsa 2008

[quote=Михаил424]

Михаил, Вы абсолютно правы. Это просто бросается в глаза-такое трепетное отношение к своей истории (какой бы она не была). В деревне Лом (норвегия) до сиз пор стоит деревянная! церквушка 1100 (точно не помню) года рождения! Вдумаейтесь. Скоро будет как 1000 лет!

Автор - молодец! Понятны его впечатления от поездки за границу (а она наверное первая?).
Но вот в чем вопрос - если бы у нас в РФ было бы также как у них в ЕС и близлежащих евространах (чистота, дороги, туалеты) - ездили бы мы туда? И может тогда мы сравнивали бы другие ценности.
но как сказал один человек: "ЭТО НАША РОДИНА, СЫНОК!!!"
И живем мы на Родине, а не едем за бугор.

Вот! просто отличная история. спасибо.

ANDRY 18

"После Абхазии в России кажется нормально на дорогах))))"-после Абхазии кажется что Россия-Сканадинавия
ВАЗ-2105 82г.
Nissan Sunny 85г.
Toyota Corolla 93 г.
Toyota FunCargo 99г.
Honda Odyssey 01г.

<<Лично я звоню своим знакомым и после 19-00>>

Мы русские. У нас другой менталитет. Если мне друг позвонит после 19-ти - я в этом не увижу проблемы.

<<а еще, перегоняя тачку с Востока, неоднократно пИсал на обочине.>>

А через сколько км у нас на дороге нормальные туалеты имеются? И что теперь, терпеть до последнего?? Хотя, с другой стороны, ну спустись ты вниз, чтобы тебя с дороги не видели...

С этим согласен. Протяженность большая, эрозия почв, и т.д. Пыль и грязь в России не победить.

Вообщем, СПАСИБО за отчет. Все очень грамотно и свежо.

Предлагаю ДРОМУ сделать конкурс на лучший отзыв об автопутешествии. ИМХО - было бы первое место.
Меняю авто на ишака без пробега по Владивостоку.

Классный рассказ и хорошее руководство для желающих повторить маршрут. Только , вот как-то коротко , и местами непонятно - ехал себе по Швеции , вдруг - бах - в Осло оказался.
И не описан обратный путь.
Про писающих - полностью согласен. Ну если приспичило тебе , остановись , съехай с дороги , или пройди в лесополосу 20-30 м и делай свои дела.

europaauto38:
но как сказал один человек: "ЭТО НАША РОДИНА, СЫНОК!!!"
И живем мы на Родине, а не едем за бугор.
-Поездка на своем авто, да , первая. Притом проделав путь длинною месяц))). А так пришлость побывать в странах:
ОАЭ, Таиланд, Египет, Турция, Италия, Греция, Израиль, Китай, Франция, Испания. Сейчас собираюсь буквально завтра на Алтай (Кату-Ярык). Так что посмотрел на мир....
-По поводу туалетов....))) Отсылаю на повторный просмотр фильма " Собачье сердце". Там всё про эту тему сказано (видимо, она вечная :))).
- Да, это наша Родина! Я решил для себя уже достаточно давно-пускай хоть камни с небес-но я постараюсь до последнего остаться человеком.
Не буду я членом трясти на глазах у женщин и детей, не буду (даже в тайге) выкидывать газетку на почву, не хочу я никого подрезать /орать/вращать глазами/махать топорами.

Игорь ELO:
И не описан обратный путь.
Так там прямая дорога: Стокгольм-Осло. Увы, ничем не примечательная: ти слева и справа барьеры-ни ч ё не видать (. Запомнил только что стартанул я с каким-то грузовиком (он шел впереди). Я поставил круиз-контроль и так мы и приехали через пару часов грузовик, я и сзади машины: ни одного обгона! Просто выехали из пункта А и приехали в пункт Б. Никакой нервотрепки с суицидниками ))). Это мне вообще оч. понравилось. На стоянке супермаркета чё-то замешкался-перегородил путь мужику на Ауди, тот с улыбкой махнул рукой. Из таких мелочей и создаётся восприятия страны.

Молодец ! Приятный отзыв, вполне правильные мысли. По поводу нашего поведения ,это сразу бросается в глаза и русского за границей/на отдыхе видно за версту! Это печально и ни какие наши богатства не делают нам плюсов, кто это понимает , осознаёт это и остаётся человеком, а не скотом гадящим везде и всюду.

LLE

Виннипег
На паромах нет турбин. Они дизель-электрические :))))) Уже лет 30-40 паровые турбины только в вмф ссср/рф...

Отличный отчёт,но короткий. Осталось ощущение недосказанности. Удачи.

[quote=LebedevSS][quote=Канаре йкин]Простите, а где мне писать, если ближайшие 200км нет ни одного туалета? В европе да, там каждые 5-10км паркинг с туалетами, а у нас, простите нет.

ну, блин...Съехать с дороги 15 м религия не позволяет? Я про вызывающее поведение на дороги в основном говорил. Зачем утрировать-то?[/quote]

Согласен, тем более сейчас к примеру с Кемерово до Новосибирска куча кафе с туалетами, может не каждые 10 км, но через 20-30 точно.
Турагенство ООО "Элегия" ул.Островского,15 оф. 206. тел:+79059629584

<<<<< Вообще, реклама в России приняла неимоверный размах и имеет какой-то адский характер! Да такого нет нигде в мире! Даже в странах третьего мира. Поверьте, поездил немало. По ТВ и радио она идет непрерывным потоком. В почтовые ящики суют листовки. Столбы, стены, заборы, двери — всё заклеено объявлениями. По телефону звонят странные люди и предлагают кредиты, вклады, сыграть в форекс и что-то ещё…>>>>>>

,,В России две беды , дураки и дороги."" Н. В. Гоголь.
И далее.
Заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибет. ( народный фольклор)
Касается не только рекламы.

Крайне полезный отчет . Один из лучших на сайте.
С выводами автора в конце согласен на 100%.

Угу.
И будет путешествовать между супермаркетом и дачей в лучшем случае под скулеж тещи.
Мой отзыв: Лада 2109 1988

Хоккейная столица России

И все-таки мы (Россияне) медленно, но меняемся в лучшую сторону - почти не выезжаем на встречку, пристегиваемся, не кидаем мусор за окно. "Писающие мальчики" на обочинах думаю скоро тоже исчезнут.

[quote=Поджог Сараев]Я такой же "культурный шок" получил в первые 2 недели пребывания в Германии. Чистота везде. Организация движения! Приветливые люди. Ощущение, как будто ты дорогой гость, которого ждали давно и готовиться начали месяц назад. Все это только усилилось, как только я приехал обратно в РФ.
И самое главное. Меня меньше коробит звонок друга после 19.00, чем та вакханалия которая творится в ЕС с их "меньшинствами", феминизмом и жгучим лицемерием (вспоминая Югославию, или нынешнюю ситуацию с Украиной).[/
1 абзац- личные впечатления.
3 абзац-результат зомбирования .
Вакханалия вокруг нас, а не в ЕС.

Действительно мы дикие люди, далеко нам до них, это понимаешь когда находишься там... приезжаешь домой и всё по новой...

ижевск
А мне понравилось, все просто описано, и интересно рассказано.
Мини экскаватор Ижевск 8 912 010 89 10

Ростовская обл.

Ну раз зашло дело о туалетах и писающих мальчиках, помимо того что у нас структура слабовата придорожного сервиса, так к примеру на заправках и придорожных кафе в туалеты страшно зайти, а по северному маршруту и водой то руки помыть страшно...
По отзыву, как будто первый раз заграницу...
Вроде хостелы не дорогие за бугром есть, порой дешевле наших придорожных халуп, но не в машине же спать...это уже по моему совсем бюджетно...
Мало как-то достопримечательностей, описания чего, куда, где вообще почти нет.
Гётеборг неужели совсем нечего написать как скудные 5 строчек...
Рецепты как поесть улыбнули, ну может кому и пригодится) (в сравнение с Гётеборг так целая статья)))
Отзыв написан чтобы понять что у нас плохо, а там хорошо?
Вроде автор много где был и только сейчас заметил эти контрасты?
И к чему эта вставка с "Рэем Брэдбери"?

[quote=kalьyan]В Испании заезжаем на парковку вдоль платной а/д в надежде сходить в туалет, а его там нет! Столики есть, а туалета нема. И дальнобои стоят по кустикам. Цивилизация-она непредсказуемая штука! А насчёт грязи-мне кажется, что в первую очередь "виноваты" наши чернозёмы, во вторую дорожники которые плохо собирают песок после зимы.[/

Какой глубокий вывод про цивилизацию!
Если Вы не знакомы с устройством какой-либо страны и не внимательно читаете дорожные знаки, то это проблема Ваша , а не испанская.
В Испании есть Via de Servicio, на которой есть все для путешественников.

Поджог Сараев:
Угу.
Не транслируй свой печальный опыт!

Женится тебе надо,автор))
Действительно, Муза в таком длительном путешествии не помешала бы. Или древние морские заповеди (типа, женщина на корабле - быть беде) не позволили суровому мореходу нарушить традиции ;-))))
Тема отношений с женским полом не раскрыта!
Мой отзыв: Renault Espace 2007

[quote=Grigkud]Не в Норвегии-ли некий Брейвик расстрелял 75 человек как мишеней и не кто его не остановил? А на суде даже искали оправдания его поступку! Потому-что эти "культурные люди" живут как роботы по некоторой программе в них заложенной с детства: ходят в супермаркеты расплачиваются карточкой, окурки не бросают и т.д. И если есть отступление от этой программы они не знают что делать, чувство взаимовыручки им не ведомо, а вот настучать друг на друга это норма. По моему бездуховности там гораздо больше чем у нас, и пускай у нас грязно и хамят, но и ты можешь в ответ крепкого словца отвесить, а там нужно себя сдерживать. У нас жизнь интересней жить и люди по моему интереснее чем у них, но глобализация потихоньку и к нам подкрадывается, гипермаркеты карточки, с этого все и начинается!(ИМХО)[/

Интересная мысль! Значит чем больше грязи и хамства, тем духовности больше? Нет слов. Был хоть раз за границей? Такие перлы отвешиваешь.

Кемерово>TUAPSE
Зёме респект!!! Отзыв отличный, записал рецепты №1№2)))
Национальность - Сибиряк

жигулевск
Прочитал про все, понял, что жить в России мне нравится больше.

Согласен с автором на все 100, про нашу жизнь. А оправдывать всё большими расстояниями полная ерунда. Где-нибудь в деревне по центральной улице в дождь не проехать. Ну и причём здесь расстояния? Кто хочет, делает и жизнь налаживает. А мы одну дорогу не можем построить. Строим, а она тут же разваливается. А то ещё оправдывали отсутствие хороших дорог, нашими зимами, пока люди не стали ездить в Норвегию, за Полярный круг. Так и будем искать себе оправдание? Удачи всем!

Grigkud:
А что вы имеете в виду по словом духовность? Она к материальным ценностям не имеет никакого отношения. Духовные люди вообще уходили в лес от цивилизации и молились там за нас грешных. А прибывший в Америку эммигрантом Иван Шанхайский ходил по улицам Сан Франциско босой, и при этом все Русские эммигранты почитали его как святого.[/
Очередной перл. Сколько их у Вас припасено?
Предлагаете отказаться от обуви и ходить босиком ? Сразу повысится духовность?
Вам надо в правительство. Эта идея им понравится.
Вы про что сейчас написали ?
<<<<Духовные люди уходили и молились за нас грешных. >>>>
Так значит духовных людей в России единицы, остальные бездуховные и за них надо молится?

Хороший отчёт,хорошие фото!
...прочитав про "паром и негромкий гул турбин",тоже вспомнилась служба на КСФ...
...и про новосибирских водил верно подметил(не в обиду последним)....

Автору-удачи в будущем!!!)))

Владимир Владимиров:
Очередной перл. Сколько их у Вас припасено?
Предлагаете отказаться от обуви и ходить босиком ? Сразу повысится духовность?
Вам надо в правительство. Эта идея им понравится.
Вы про что сейчас написали ?

Каждая машина для своих целей и для своих водителей

[quote=Grigkud]Я просто пояснил вам что что там где плохие дороги и неустроенность жизни, люди лучше, чем там где всего в достатке и люди бесятся с жиру, устраивая стрельбы по школам и супермаркетам, это признаки духовной болезни,(почему в Америке у каждого свой психолог по вашему?) а вы этого не поняли![/
Я понял сто Вы хотите сказать. Но и Вы поймите, что Вы несете . Это не просто бред. Это бред зомбированного человека.

[quote=Grigkud]Да я не был за границей но меня и не тянет туда! У моего знакомого друг живет в Германии уже несколько лет, говорит надоела их показная вежливость, кругом только и слышно "Данке шон", "Битте шон", тошнит говорит уже от этого. За внешним богатством и сытостью жизни скрывается очень много моральных проблем, которые не увидеть глазами туриста, и говорить что хорошо там где хорошие дороги и не бросают окурков по моему не верно![/

Если Вы не были в другой стране и , тем более, Вас туда не тянет, Вас можно только пожалеть.
Вы вообще читаете, что пишете?
<<< У моего знакомого, друг живет>>>
И на основании этого Вы рассуждаете о жизни и духовности другой страны. Это Мегабред!

владивосток
Вот все наши туристы ругают Россию, дескать бардак и так далее. Приедут в Скандинавию или Европу, ах, ах, как всё чисто и причёсано!! Да, был я в Европе, в Дании и Швеции, жил три месяца. Первые дни, то же ахал, а последние, одна мысль, скорее отсюда драпать надо, тоска заела по нашему разгильдяйству. Там люди порядком больны, на дороге даже столбики моют щёткой с мылом. Но моей душе стало тесно уже через месяц в этом зарегулированном мирке. Никакого тебе простора для полёта души. Всё точно по расписанию и графику, наш менталитет этому противиться. Не знаю плохо это или хорошо, но с каким наслаждением я вдохнул морозный воздух февральским утром в Мурманске, пропитанный дымом и ещё какой то, такой родной дрянью. Вот ведь парадокс какой. И не надо мне теперь никакой Европы и Скандинавии. Нет в том мире пространств таких, что бы душа русского человека простор чувствовала, нет. А это для нас главное. Я не за антисанитарию и разгильдяйство, но чего то у них нет того, что нам нужно для жизни. Все они какие то добрые, но холодные что - ли. А блондинки ихние, все страшные как одна. Вырождается нация, нет притока свежей крови, как у нас. Вот потому и не рвусь я больше в Европы, наша страна, несмотря на всё негативное, гораздо красивее и приятнее для жизни и женщины наши, не все блондинки, зато красавицы, как на подбор.

Интересный отчет

а в Данию почему не заехали? ...
Dealerauto

WRS

101километр
сидор шлибензон:
Вырождается нация, нет притока свежей крови, как у нас.
А у нас откуда приток свежей крови? Из средней азии и кавказа?
Верую в эволюцию и в доллар

Замечательный отзыв!!! кратко и по делу! очень красивые страны! Финляндия-мечта!!!
Получается что для жителей питера съездить в Финляндию это вообще раз плюнуть???
Хорошо бы еще подвели финансовые итоги поездки!Что нужно вообще для подобной поездки?загран,шенгенскую визу?как ее получить?а водительские права нужны международные?

d
bumerang33:
Прочитал про все, понял, что жить в России мне нравится больше.

Grigkud:
Парень, ну я понимаю что зомбоящик всвязи с событиями в Украине очень многим мозги замутил.Откуда у тебя такие познания о Европе?Ты в Европе лично бывал и всё это о чём ты пишешь ,бездуховность,отсутствие взаимовыручки,сплошная роботизация людей твои личные наблюдения?Если нет,то могу сказать одно.Молодец ВВП,смог россиянам мозги запудрить.1 и 2 канал российского ТВ,отличная работа.

WRS:
Dealerauto:
а в Данию почему не заехали? ... Чистота в Европе, правда, поразительная, машины и обувь мыть нет необходимости ...
Саня 67:
Прочитай мой отзыв. Я был и в Дании и в Швеции. Парень в точку попал, скукотища у них жить, вот они и развлекаются всякими геями. И Путин здесь не причём Езжай, да поживи как обычный работяга ихний, мало не покажется. Заработал 1000 евро, а на руки только 500 - это у них налоги такие, а не 13% как у Путина, которого ты так не любишь. Сделал бы он так же, вот тогда бы и не любил.

WRS:
А у нас откуда приток свежей крови? Из средней азии и кавказа?
Расист ты батенька. Что, там не люди живут? Ты вспомни хотя бы Азизу, певицу, казашка, а ей только и задавали один вопрос "Почему вы в конкурсах красоты не участвуете? А узбечки, ну просто куколками урождаются. Так что, твой расизм очень даже не к месту. Ты видать по России только на диване перед телевизором путешествуешь. Скинь тапочки, да прошвырнись по нашей Родине - матушке, увидещь красавиц не мерно. А там, идёшь по улице, а навстречу тебе "нечто", ты долго голову ломаешь мужик или баба, вот они и ударились в гомосексуализм. Внешне то разницы никакой.

roma888:
d!!! в точку!!!согласен! но,увы туда эмигрировать практически не реально..............они не принимают чужаков с распрастертыми обьятиями -ведь они не р(не "Р")оссия которая принимает украинцев а Финляндия Норвегия Швеция!!!
Да езжай и живи сколько хочешь, если бабки есть. Жить там никому не запрещено, а вот если на работу захочешь устроиться, тогда ой, об этом лучше и не мечтай. И виза, и вид на жительство и то, и сё, вообщем, если есть деньги живи, но работать легально запрещено.

доктор vovhu:
Не транслируй свой печальный опыт!
Обычно призывы "жениться тебе надо" дают либо бабы, либо денщик из одного крайне черного анекдота. Поэтому от адекватных мужчин такие призывы странно слышать.

Мужчина - существо самодостаточное, где он - там и его дом. Он может проехать пол мира с одним термосом в руках. И бабская установка что "быть неженатым - это крайне плохо" - стремная вещь.

Хотя если автору попадется такая девушка как в тандеме Океан2Океан - то проехать пол мира будет несложно.
Mtk

Элефант24:
Свобода в России выражается, как мне кажется, в свободе нас..ть где угодно и все. Как только захотите реальной свободы, гражданской - тут же столкнетесь с противодействием. Что касается рамок приличий - они обязательны. Мы, россияне, без этих рамок уже в хамло превратились из людей.
Mtk

сидор шлибензон:
у нас зато весело и нескучно! В Подмосковье бандиты уже человек сто застрелили, и полиция не шевелится. Веселуха и развлечение то такое!
А то что они 500евро в налоги отдают - так с этого и благополучие ихнее. Мы же радуемся получив зарплату в конверте, а в результате налогов с нас не идет и мы потом удивляемся почему у нас больницы и школы в убогом состоянии. Да да, это и от наших невыплаченных налогов зависит в том числе, а не только от сворованных чиновниками-коррупционерами миллионов.

Улыбнуло про новосибирских водителей... Всем недовольным открою страшную тайну))): если остановить водителя-хама в Новосибирске и спросить откуда он переехал, то окажется, что каждый второй ранее жил либо в кемеровской области, либо в алтайском крае, в меньшей степени из других регионов СФО. Ничего личного, просто результат многолетних наблюдений. И ещё: если приходиться ездить по трассам вышеперечисленных регионов, то увидев 22, 42(142)- стараюсь сбросить скорость и пропустить от греха подальше.

По-настоящему хороший отзыв!
Понравилось, несмотря на то, что с некоторыми оценками не соглашусь. И не соглашусь потому, что они эмоциональные. Основаны на кратковременном присутствии на ограниченном пространстве.
Если действительно хотите увидеть СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ, приезжайте на Кольский полуостров, где его можно увидеть уже в третьей декаде августа.

Санкт-Петебрург
Как человек относящийся к строительству, пусть и инженерных систем, хорошо знаю, КАК у нас проводятся дорожные работы. Поверьте, дело не в размерах страны, а в отсутствии профессионализма у тех организаций, которые этими работами занимаются и желанием сэкономить на всем, набить карманы деньгами, так что не надо искать оправдания. А еще, может заметили, что в Европе, дорожные работы не замедляют движение так, как у нас, опять же потому что все организованно с умом и подход другой, они умеют считать деньги и распределять рабочее время грамотно, а не ковыряться неделями на одном месте
Мой отзыв: Renault Megane 2009

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

И ещё..

И куда же нас, к черту, гонит,
То в Америку, то в Канаду,
То в Австралию, то в Японию...
Только этого мне не надо.
Только я никуда не еду -
Не по мне кутерьма такая.

Старый дом, что построен дедом
Мою душу не отпускает.
Перед миром стоит распятая,
Обворована, нищая... Пусть.
Я всем сердцем люблю проклятую,
Безответную мою Русь!

Может там за кордоном дышится
Беззаботнее и вольней.
Только вряд ли где там отыщется
Пряный запах земли моей.
Может быть там и вправду легче
И дышать, и любить, и жить.

Только нету там русской песни,
А без песни какая жизнь!
Нет нигде там просторов синих,
Не такой уж и белый снег.
Вообще нет моей России,
Ничего там родного нет.

Можно съездить в края другие -
Как там жизнь в стороне иной.
Только сердце зовет в Россию,
Ностальгия зовет домой.

Саня 67:
Зомбоящик смотрю редко в основном телеканал звезда там старые фильмы показывают,кое что от людей узнаю кое-что интернета кое-что из передач. Для сравнения посмотрите канал евроньюз 10 минут, и наш новостной канал, у них даже новости какие-то пресные как будто роботы делают! И люди такие-же роботы у них, неужели не заметно? Более того вся школьная программа с ЕГЭ направлена на то-же самое и у нас. Политической системе нужны только исполнители а не думающие люди, ты должен знать какую из четырех кнопок во время нажать, и не надо понимать зачем это нужно. Почему в СССР была самая лучшая в мире система образования? Потому-что оборонному комплексу нужны были высококлассные специалисты! А сейчас чтобы сидеть на кассе в супермаркете особого ума не нужно, а товары произведут за нас китайцы им в этом конкуренты тоже не нужны! В общем мы имеем то что мы имеем, а за нацию обидно!

Саня 67:
Ну я бывал, и что? И С ответственностью заявляю, что социальная пирамида в Европе, жестко подчинена культу денег, и как бы там здорово не было с точки зрения инфраструктуры, повседневная настоящая жизнь простого человека далеко не праздник, а порядок поддерживается жесткой рукой и опять же в виде серьезных денежных наказаний...а вот души нет. И из нас пытаются сделать тот же пластилин, просто сейчас мы находимся в переходном периоде, и тяжело этот процесс идет ибо наша пирамида неоднородна, и тяжело переформатируема, но процесс идет.

Интервью с Рэем Брэдбери:
Автор, а по-моему старик Бредбери, ничуть не завернул, он абсолютно прав, человечество - идиоты, а айфон бессмысленная безделушка, костыль отучающая человека думать и анализировать. Человечество выбрало крах и смерть, развитию и продолжению себя, истинно-главной задачи данной нам от природы, мы вновь стремительно деградируем, и существущую социальную пирамиду ждет крах, если кто-то не внедрит новые идеи социально-экономического духовного бытия.

Rei)Ka:
Ну вообще-то на новых федеральных заправочных станциях газпромнефть, лукойл есть теплые и чистые туалеты, да как и приличное заведение с нормальным туалетом найти сейчас не проблема. В Италии и Испании кстати, тоже встречаются туалеты на дорогах, в том числе платных в которые зайти трудно, не то что руки помыть, ибо вонь..и ничего как то уживается с этим просвященная Европа.

Mtk:
Да я и не собираюсь ничего у нас приукрашивать, *****а хватает. У них другие крайности,к которым нам трудно привыкнуть. Вообщем, у них многому бы поучится следовало, но и многое нам не подходит. Вот взялся бы кто, там на небесах, да и собрал бы всё хорошее и подходящее для нашего народа и соблаговолил нам, но это мечта утописта.

Спасибо! Отличный отчет.
Летом съездили в Швецию на своей машине. Интересно, красиво, тем более, что в Стокгольме живут друзья, которые и подсказали, что посмотреть, и сами с нами поездили. Но в какой-то момент стало ясно: как-то не хватает нам российского разгильдяйства... Жизнь чересчур уж правильная, зарегламентированная и корректная. Ну, они так живут, а мы - не так.
После дождя действительно нет грязи - в Скандинавии грязь состоит из мелкой гранитной крошки и просто осыпается, в отличие от россиийских глин и черноземов.

Хороший рассказ от земляка!

Урюпинск
"Такого хамства и бескультурья, как в России, вы не увидите нигде и никогда в Европе: обогнать по обочине пробку, выйти в обгон перед закрытым поворотом, писающие на обочине дорог мальчики, выкинутый в окно окурок — обычное дело в России, абсолютно невозможное в Европе."

Вранье.
zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzz

Поджог Сараев:
Не оправдывайся!
Не надо.

Ока:
Вранье.
Молодец!!! Какое потрясающее по глубине мысли замечание!

uf102:
А, ну то есть, если заведет себе обычную туповатую толстоватую жену, вечно орущего ребенка, то станет как среднестатистический серый россиянин. Не будет на такую ерунду, как срач вокруг, внимание обращать. Логично, че сказать.
Мой отзыв: Toyota Corolla 2012

Консерватор:
человечеств о - идиоты, а айфон бессмысленная безделушка, костыль отучающая человека думать и анализировать
Продолжу мысль - автомобиль это бесмысленная и дорогущая безделушка, отучающая человека запрягать лошадь, ездить на ней, следит за своей физической формой.

Grigkud:
Почему в СССР была самая лучшая в мире система образования?
Потому, что это совковый миф.

rds nsk:
Увы, да. Последнюю десятилетку Новосибирск стремительно "быдлеет", пополняясь вот такими вот. Да и еще больше их просто по улицам ходит потому, что на машину не заработали. Зато ударными темпами новостройки появляются там, где раньше киоск с сигаретами стоял. Город с другого берега уже и не узнать. Вот они туда и заселяются.
А кто поумнее, так быстренько в Москву или заграницу сваливают...

Mtk:
Не сто, а тысячу. И не застрелили, а съели заживо средь бела дня.
сидор шлибензон:
Человека с хорошим образованием, инженера, менеджера и т.д. возьмут с распростертыми объятиями, работодатель даже поможет с миграционными процедурами. А если ты про рабочий класс исключительно, так конечно, нахрен вы там нужны в таких количествах. И так пол-африки и ближнего востока туда лезет через все щели.

Отчет понравился: хороший слог, неторопливость. Всегда мы сравниваем чужое со своей страной и не всегда плюсы на стороне последней. Кто виноват? Сами виноваты.

Хороший отчет. Одному ездить как то не айс.......

Земляк привет! Молодец хорошо написано. Одному только скучно наверно.

Следующее место не пропустит ни один уважающий себя мужик... эм, орудие убийства теперь гендерный признак?