«Тувинское кольцо 2014» на Toyota 4Runner и Ниве

22.09.2014 | 24349 просмотров

Сложная история была в этом году, не буду вдаваться в подробности, сам того не желая, я попал в республику Тыва. Путешествие было спонтанное, я не владел ни матчастью, ни маршрутом, нужно было просто не потерять лето, но в результате вроде всё сложилось, было круто.

Чукча не писатель, поэтому в этом году новый формат отчётов, не такой подробный и сложный, как в побеге на Тянь-Шань.

Итак, начнём. Сложилась фортуна так, что в этом году я ездил не один, а с нами была мега нива 85-го года рождения (мотор 1,8 коробка 5ст, синхронизаторы в раздатке, кит пониженной, запас топлива на 700 км, в кузов вварена рама и дофига чего ещё).

Старт из Красноярска утром часов в 8-9.

Через какое-то время оказываемся за Абаканом на Братском мосту (вторая граница Хакасии и Красноярского края).

Тихо и незаметно подкрались Ергаки.

Смотровая перед «полкой».

Общий вид, я, кстати, там 2 раза пешком бродил, очень крутое место.

Очень необычное место.

За те 2 раза, что я был в Ергаках, я заприметил одну гору, где стоит передатчик сотовых компаний.

И к нему вела дорога, и вот тот самый случай, когда я на джипе, и есть возможность туда заехать. Заедет туда любой внедорожник с пониженной, принимается спонтанное решение ехать!!!!

Дорога, действительно, не создаёт проблем машинам с пониженным рядом, не несёт угрозы ни картеру, ни бензобаку…

Вид открывается просто обалденный, меня накрывает вдвойне, дело в том, что правый пик называется пик Птица, и в 2011 году я был на нём, левый называется Звёздный, а в 2009 году я был между ними.

Слева такой острый пик с отрицательным углом называется «Зуб Дракона», с него прыгают всякие отмороженные ребята.

Лёгкая фотосессия на закатном освещении, и пора искать место ночевки.

Более детальные снимки спуска.

Общий вид дороги, на вершине видны направленные антенны.

Заезжаем в ближайший сворот с трассы, и...

находим лагерь, где мы сегодня будем ночевать. В горах немного прохладно, но воздух… но травы вокруг... на меня волной нахлынули воспоминая о походах в Ергаки, я нереально счастлив (много ли нужно человеку?).

Стоим мы на Оленьей речке.

Реклама палатки, фирмы Tramp, сейчас к сожалению у нас они не продаются, но мы с ней давно, в правой части плитка той же фирмы и газовый баллон на 5литров пропана (хватило на всю поездку).

Потом нам включили офигенно звёздное небо, было очень круто, незаметно настало утро, а я всё не могу наиграться с новым шириком, пытаюсь понять его и понять его область применения.

Так мы оказались у спящего Саяна.

Я надеюсь, читатель сможет вообразить тут спящего дядьку, у которого отчётливо виден лоб, глаза нос, шея? (смотреть справа налево)

Тихо и незаметно мы покидаем наш Край родной и попадаем...

В республику Тыва! Таким незамысловатым пейзажем она нас встречает.

Начинается нечто непохожее ни на Алтай, ни на степи Хакасии, а какая-то серединка.

Мимо я не смог проехать, мне кажется что эти «пирамидки» холмики наставлены искусственно.

Ещё чуть-чуть и мы оказываемся в...

... в столице республики Тыва.

Решаем вопросы с пропусками (а точнее, их отсутствием у экипажа Нивы, хотя они за месяц до нас подавали на них заявления…) и…

идём бродить по Кызылу.

В целом он нам понравился.
Памятник старому вождю ещё на месте, на нового вроде пока не поменяли.

Набережная без скамеек пустынна, правильно, что на ней делать…

Все хотят быть там, где удобно, тут на фото, кстати, слияние двух Енисеев, большой и малый (в правой части кадра).

Возвращаемся в город.

Хотел бы предупредить будущих туристов о таком вот правиле в республике.

Также из-за нулевой подготовки, лишь краем уха слышавши, что нужны ещё какие-то там пропуска помимо пограничных, с большим трудом находим вот это здание, навител уводит на километр-другой дальше, прямо сквозь чужие дворы (вот тут как раз надо вернуться на 100-200м назад и будет оно).

Вчера в ресторане-юрте, нам сказали, что мы должны обязательно побывать в этом месте! Ну, ок будем... подходим к нему, а там написано что пн и вт выходной... Ну ок, значит, в другой раз.

И тут захотелось нам обеда, кафе в самом центре, самое дорогое блюдо стоит 57 рублей, попадать туда лучше не в обеденное время.

В целом очень даже ок, если учитывать, что это не ресторан, и манты в нём без сока. :)

Едем дальше.

Этот юрточный лагерь называется Алдын-булак

Исследуем его с целью поиска ночлега, но не складывается. Оказывается, прошлой ночью приехала толпа «Америкосов» и заняла все бюджетные места, остались только Вип юрты по 5 т.р. за человека (на самом деле, нет, потом ещё нашёлся гостевой домик, я в Таиланде жил хуже, чем этот домик), но «мыж туристы», ищем место ночёвки неподалёку, и нашли...

Видите столб ЛЭП (в правой части кадра) и трансформатор? Вот за ними лесок, в нём мы и укрылись от посторонних глаз, хотя рыбаки местные на ВАЗ 21099 посетили нас, но не мешали и на контакт не шли. На фото, кстати, Енисей-батюшка.

Разбив лагерь, с водителем нивы мы забрались на ближайший холм и начали ждать вечерней подсветки, ну, чтоб фотографии были хотя б на троечку. Ну и дождались за пару часов.

Серега немного балдеет, это его первое путешествие в целом, и первый раз он покидает родной Красноярский край, он первый раз видит степи Хакасии, он первый раз вообще едет куда-то дальше, чем 100 км от дома. У него ещё столько всего впереди, завидую просто :).

Ночуем очень неплохо, очень тепло. Наутро возвращаемся в Кызыл, для того, чтоб ехать в сторону Эрзина и на полчаса заскочить в музей.

В музее меня цепляет вот эта фотография, навскидку между Кызылом и Улан-Батором около 700-900 км, как я понимаю, дорог в 1926 году не очень много, заправок ещё меньше, я уж молчу про вопрос как ДОДЖ очутился в Кызыле (мне кажется, их сегодня там не больше пары штук), и какого он едет в Улан-Батор, кого везёт и с какой целью. И ещё целую гору вопросов про сломается ли... ну, в общем, были в своё время автопутешествия, завидую тем ребятам :)).

Самую интересную часть экскурсии по музею снимать запретили, отобрали фотоаппараты и попросили не доставать телефоны... Я не могу показать, но скажу, что тема там про скифское золото и про древние захоронения, скажу, что мне очень понравилось, я думал, всё будет на порядок хуже и не так интересно. В общем, рекомендую. 300 р. на человека это ничто по сравнению с впечатлением.

Ну, а нам надо двигаться дальше! Тыва необыкновенна, я думал, что после Алтая и Тянь-Шаня это будет на троечку, я ошибался...

А тихо и незаметно небо начинает меняться... но об этом позже.

Включается лес. Впереди что-то неизведанное! Тайга!!

Потом спуск с перевала снова и не в степь, и не в горы... а в Тыву.

Эрзин всё ближе.

Федеральная трасса вполне себе ОК.

От Эрзина уходим в сторону озера Торе-Холь, у нас проверяют погранпропуска и едем дальше.. Дороги становятся похожи на Монголию, когда видно поле огромное и перед тобой сотни маршрутов.

А вот и озеро, значительная его часть стоит на территории РФ, небольшая часть принадлежит Монголии, видимой границы нет, так что можно случайно попасть в Монголию.

На берегу находим отличное место стоянки, но начинается шторм. Прибой достаточно громкий, чайки орут, ощущаешь себя на море...

Пытаемся поставить лагерь, но ветер такой силы, что весь песок из-под машин оказывается у нас на столе, тент не спасает...

Приходится менять место дислокации...

Утро на удивление спокойное, небо тут совсем другое...

Я вот читал дофига отчётов про Монголию, и почти все пишут, что небо и время там другое, и тут я, наконец, понимаю примерно, о чём писали люди... Тут и вправду всё иначе...

Облака как-то вроде и не низко и очень близко, они всё меняют, они меняют восприятие пространства, другой рельеф это всё подкрашивает.

Краски не обычные, вот это и та крутая составляющая путешествий, когда происходит кардинальная смена окружающего мира.

Сергей проводит лёгкое ТО ниве, рассказывает что-то там про сальник, который кидает масло на диск.

Мы встали как-то нереально удачно, предварительно нам сказали, что связи не будет вообще, но в кабине моей машины ловилась не то что связь, а, блин, интернет, не 3G, конечно, но очень достойный, респект Билайну :).

И тут я отписываюсь на местном форуме, что так, мол, и так, добрался сюда, балдею, красота вокруг. И тут форумчане подкидывают трек, мол, вот сгоняй туда, там, конечно, перевал страшный, можешь и не подняться, камни огромные… но дорога красивая... А у нас по плану стоит 3 дня стоять на этом озере. Я понимаю, что мне дня хватает полностью и дальше смысла не вижу... скачиваю трек, гружу в навигаторы...

Слева направо: Сергей — водитель нивы, Катя — моя супруга, Я полосатый, и Дмитрий — пассажир нивы.

… и заканчиваем вечер.. (скрытая реклама топора Фискарс — хочу такой в подарок типо :)) ).

С приходом темноты нас «атакуэ» рой насекомых, кто они и зачем они, мы так и не поняли, но они покрыли всё слоем в пару см...

Потом включили звёзды, их было не так много и не так круто как в Казахстане в Чарынском каньоне, но тоже неплохо... Мы немного запускали своих звёзд в небо и пошли спать, ведь завтра у нас начиналось «внедорожное приключение».

Куда едем, мы не знаем, что там — тоже, есть только слова с форума, что день туда, день обратно, быстрее туда сгонять сложнее... ну и название из гугла Пор-Бажын

Выезжаем со стоянки.

Пару фотографий.

Взгляд в сторону Монголии, строим планы на будущее.

Смотрим округу.

От Эрзина уходим на восток, к нас. пункту Нарын.

Дорога длинная впереди.

Тут камень стоял: направо пойдёшь коня потеряешь, прямо чёта про жизнь...

Но ниву это не пугает.

Природа начинает меняться.

Самый первый брод, знали б мы, сколько их ещё впереди....

Цвет скал поменялся.

Потом включили мёртвый лес, и так на 20-30 км.

А дорога всё в даль и даль.

Потом настало время, когда совсем не до фотографии, а все силы брошены, чтоб не остаться там надолго и не порвать резину.

Поднялись на перевал, время 7 вечера, пора искать место ночлега, а то будет темно, негде спать и голодно.

Дорога на 20-30 км (час-полтора езды) идёт по хребтам, ни спусков, ни мест для ночлега.

Начался долгожданный спуск с перевала, время порядка 8 вечера, вот-вот стемнеет... Еле успеваем поставить лагерь, о ночёвке в палатке и речи не идёт, понятно, что ночью будет айс… высота 2500.

Надувной матрас, купленный под размеры палатки, пытается разместиться в машине.

Под утро проснулся с целью погреть машину, на улице -1.

Утром тент покрыт инеем, всё в округе замёрзло, в лужах лёд.

И тут появляется солнце, жизнь начинает просыпаться.

Место, конечно, красивое.

Тут уже в полный рост осень, хотя самое начало августа.

Место ночёвки:

Дальше начинается долина 1000 бродов, на сопках виден снег, что выпал там ночью.

Взгляд назад, оттуда мы едем...

Снег поближе.

Забрались на второй перевал, начинается спуск и ещё 70 км до цели... это порядка 4 часов езды в одну сторону, но по ряду обстоятельств, решаем разворачиваться, чтоб посветлу успеть спуститься с гор.

На спуске:

Развернулись, едем обратно, это, похоже, вершина второго перевала.

Снова долина тысячи бродов.

Немного масштабности:

Всё где-то едем.

На Алтае, наверное, сложно найти такие места, где ты на протяжении 200 км тупо один, сам с собой, и любая ошибка может закончиться не очень.

Всё самое интересное не попало в объектив, например, бродов было ну очень много, камней огромных ещё больше, рулёжка и поиск траектории сильно выматывают, на фотографиях вроде дорога ок, а ехать сложно, постоянный страх порвать и без того лысую резину.

Природа вокруг ну очень не обычная, похожа на север Красноярского края.

Постоянные спуски и подъёмы, уклон иногда очень неплох, пониженную я включал на спусках, страховал тормоза, ну вдруг что...

На фото видна деревянная конструкция, на ней гора цепей. Мы предположили, что на вершине этого перевала сломался то ли КамАЗ, то ли Урал, и для ремонта его двигателя возвели такую штуку, ибо спуститься или подняться туда не своими силами очень сложно. Я правда переживал, вдруг что с машиной, нива в эти перевалы меня точно не затянет...

На обочине лежал снег, что уже подтаял к нашему приезду.

Вернулись в долину мёртвого леса, тут уже идёт хайвей, местами можно разогнаться до 40 в час, но рулить приходится очень активно.

Это вид из окна:

Вернулись на озеро Торе-Холь, можно выдохнуть всё ок.

Следующая наша цель пройти вдоль границы с Монголией на запад, потом подняться на Чадан, впереди ровно 300 км вроде и дороги, а вроде и не очень...

Доезжаем до Самагалтая, заправляем полные баки, ибо следующая заправка может быть и через 300 км и через 700, как повезёт.

От Самагалтая на запад...

Дорога — ну просто хайвей.

С одной стороны горы, с другой голая степь.

Через 120 км останавливаемся на обед.

Природа не изменилась, с одной стороны горы, с другой степь до горизонта.

Дорога очень неплоха...

Нива все-таки красивый авто...

Панорама:

Дальше по плану из этих самых энторнетов, была стоянка на озере Убсунуур, когда чуть не утопли в болоте и чуть были не съедены комарами, поняли, что 3 дня тут можно провести, если утонуть в болоте, нас это не устраивало, искали подъезд к озеру, но найти не могли, везде болото.

В итоге в другой стороне от озера нашли вот такое место ночёвки, тут и встретили инспектора заповедника. Он и поведал, что подъезда к озеру нет, точнее есть, но берега там 20-40 см всё остальное это болото. Он нас, кстати, спрашивал, зачем мы купили билеты в заповедник.

Ну ок, стоянка на 3 дня отменилась, едем дальше!

Км ещё через 50 натыкаемся на заправку, местные поговаривают, что там есть бензин.

Проезжаем олимпийские объекты:

А вот и признаки границы (рядом 3G От мегафона стоит, других опсосов нет).

Самый центр деревни:

А вот и граница.

Граница РФ на железных столбиках, рядом под ней граница СССР, на дальнем плане виднеются остатки границы Монголии...

Парни немного пошалили, сбегали в Монголию, надо же рассказать, что был там :).

Фото от границы в сторону дороги с машинами. Потом была дорога в 1000 мостов.

Так тихо и незаметно подобрались к ещё одному перевалу, картинка за окном сменилась.

Появилась тайга, высота около 2700.

По вершине перевала.

В левой части кадра виден населённый пункт Хандагайты, до него 40 км по прямой, сразу за ним Монголия.

Чуть ниже.

Панорама:

На горизонте то ли озеро, то ли виденье.

Утром заехали в Главный Храм.

Две эпохи.

Потом поехали от Чадан в сторону Ак-Довурак

Справа карьеры Ак-довурак

Примерно тут у меня закончился газ, дальше едем на баке бензина 87 литров + канистра 20 л.

Потом мы заехали в Абакан, отмылись в душе, вкусили благ цивилизации, решили, что так всё не закончится, поехали на Красноярское море, ночевали на берегу Енисея близ Краснотуранска, к обеду двинули домой и в 8-9 вечера прибыли.

Поездка определённо удалась! Природа очень необычная. Общий пробег составил 3200 км.

«Внедорожный» участок на Пор-Бажын имеет длину в 215 км в одну сторону, если ехать туда, то из Эрзина надо выезжать рано утром, средняя скорость на том участке порядка 17-20 км в час, местные говорят, что на дорогу у них уходит 10-12 часов... Это всё пишу, чтоб те, кто соберётся туда сгонять, прикидывали запас топлива, последняя заправка в Эрзине, и то нам повезло, в прошлом году в Эрзине не было топлива, а был в Самагалтае (а это порядка 100 км).

Мы из-за неорганизованности об этом не знали, и получилось, что на маршрут вышли в 3 дня, утверждение, что «день туда, день обратно» верное, но ситуация каждый год разная, дорогу по весне смывает полностью, и каждый год по долинам её прокладывают заново, могут лучше, могут хуже.

Фотографии в большем разрешении можно посмотреть у меня в ЖЖ Часть 1 и Часть 2.

Всем удачи, если есть вопросы, спрашиваем в комментариях.

сильно!
Зачем нам такой мир, если там не будет России?

Приморье
Отлично прокатились! Молодцы)
Потанцуем крабика!

Да, интересное путешествие! Красивые и необычные места! Молодцы!

МОЛОДЦЫ!!!
Огромное спасибо Вам за рассказ! Очень интересно читать и фото красивые!
Интересные и красивые места! 5+
Продолжайте в том же духе!
Ждём продолжений!
TLC 120 2TR-FE

Шины, диски, авто-товары:

Russian Federation
Красивые места! И с фотоаппаратом дружите!)) Карту маршрута бы ещё...
If you want to go outback, take a Land Rover. If you want to come back, take a Land Cruiser

ВОРОНЕЖ
зачетный раннер

Кызыл
Супер!!!А то частенько пишут негатив про Туву.
Мои отзывы: Mazda Mazda6 2013, Honda Civic 2007

где белая и зеленая зима
Красотисча
Проснулся и как давай жить!

Молодцы, что показываете людям, что и у нас в стране есть необычные и красивые места! И в Монголию ехать не надо...))

Алтай...ГоА
Белая зависть меня обуяла...
Шашлык без водки едят только собаки!!!

С местными конфликтов не было ?
Гадок и ужасен каждый кто не я. Такова система ценностей моя

yura257:
С местными конфликтов не было ?
контакты с местными были, все были доброжелательные и спокойные.
на заправках многие подходили спрашивали "откуда куда" советы давали.

в Эрзине на заправке сидел пьяный дед, тоже был крайне доброжелателен, дико извинялся что он в таком состоянии :)

Очень крутой заезд, мужики! Спасибо!
И это, на Алтае можно найти такие места, где ты на протяжении 200 км тупо один, сам с собой, и любая ошибка может закончиться не очень.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ
DGB

Отлично) Читал в жж уже)

Нивка зачетная! фотки+++
Мой отзыв: Nissan R'nessa 1999

Ах, как вкусно!

Новокузнецк-пыльный
Республика очень красива, в ней есть всё: от степей до альпийских гор. Сам в 13 году дважды был, осенью и под новый год, но к сажелению по работе((( мечта порыбачить на местных горных речушках, наслышан обильным присутствием хариуса))) Местные улыбаются, но как-то не естественно. Вечером одному советую не бродить по городу. Особенность которую заметил в погоде, так если осенью температура пошла в низ, то выше она уже не будет повышаться до весны) Был в -48 перед НГ, от нашего города отличается мороз, он не такой кусучий и я удивился, что машина завелась без прогрева после 8ми часов стоянки, только гидрач чуть потек)
Масяня 1.8
Монтаж оптики, видео, опор освещения. Электромонтаж от А до Я.

Что за ширик?
Люблю hdr, фото отличные.

Спасибо! Интересный и красивый отчёт!
Не думаю что удастся по такому же маршруту проехаться, поэтому только остаётся завидовать белой завистью)))
А вам таких же крутых путешествий и в дальнейшем!
Иногда хочется сказать так много и честно, что понимаешь, лучше промолчать))!!!

Команда Дрома
Я с другой планеты

Скала Фрэглов - http://www.vk.com/dromru

Очень красиво! Спасибо за отличное путешествие
Понять и простить...

fraggle:
люто присоединяемся!!!!))

Фантастические места. А команде, настолько легкой на подъем, респект и уважуха. :)

polina:
Очень красиво! Спасибо за отличное путешествие
Полина, спасибо, Точки только с ошибкой создали, координаты "Алдын-булак" не верные, он в 40км от Кызыла на запад.

также есть у вас точка Торе-Холь тоже можно привязать. :)

cfyznsk:
Что за ширик?
Люблю hdr, фото отличные.
HDR тут нет :)

ширик покупался на оч скору руку перед поездкой, Tamron 10-24 со скидкой в 51% по какой-то акции

fraggle:
Люто плюсую за фотки!
Ребят, спасибо огромное, давно на форуме прошу, сделайте ширину фоток дефолтный как в обзорах или статьях https://info.drom.ru/surveys/29746/ (вот тут например) ну или хотяб выборочных отчётах где качество фотографий может это позволить, на дроме не мало таких :) они ж как раз и мотивируют к поездкам :)

Элефант24:
Везде ездить надо, не только по одной стране, мир сильно разнообразен чтоб держать себя в пределах границ :)

Не пойму, а что за пропуска? У нас в рамках страны пропускная система?) Извините, я в этом полный дуб, дальше Приморского края не ездил.

odmin4eg:
также есть у вас точка Торе-Холь тоже можно привязать. :)
Да привязали уже, координаты поправили, спасибо :)
Понять и простить...

Магнитогорск
Круто прокатились. Маршрут только не очень понятен. Фотки отличные!

Минск/Челябинск
Фото красивые, но можно с эффектами чуть полегче :)
Mazda Verisa DС5R серый

Минск/Челябинск
lf?
Zlodey74:
Круто прокатились. Маршрут только не очень понятен. Фотки отличные!
Да, весь маршрут бы на карте нарисовать.
Mazda Verisa DС5R серый

Ребят, кому карта нужна, извиняюсь проглядел. вот скриншот карты http://cdn.joxi.ru/uploads/pro... если кому треки надо будет, в личке дам

Красивая поездка и отписано хорошо. Про фотки уже сказали, присоединяюсь.

vasla9:
Фото красивые, но можно с эффектами чуть полегче :)
ага, уже исправляюсь :))

Бавляндия

Удмуртия,п.Кез
Молодцы!Круто прокатились!За фото отдельно 5+
Мой отзыв: Opel Corsa 2008

Almaz933:
Думаю что брать на будущее, - качество ваших фоток впечатляет !
Берите минимум CS5 вкупе с Lightroom. Не прогадаете.
Уютный дневничок ЛетимКудаХотим.РФ

Almaz933:
фотоаппарат старый canon 500D Объективы:
TAMRON SP AF 28-75mm F/2.8 XR Di macro
Tamron 10-24mm F/3.5-4.5
всё снято в RAW формат.
Все фотки прошли Lightroom, фотошоп не использовался.
точнее использовался для склеивания панорам, но обработка всё равно лайтрум.

местами конечно переборщил с настройками.

что брать на будущее? мой совет - не экономьте на объективе.

Все норм!
Кто не ценит тепло, не знает, что такое холод.

Greathand:
есть приграничные территории, посещение которых возможно только с пропуском.

раньше были 2 зоны, 50километровая и 5ти., (выше в списке моих отчётов, есть отчёт про Мультинские, вот там посещали 50км зону) сейчас первую отменили, осталась последняя.

например перед озером Торе-Холь стоит погран контроль, и пускает туда только по пропускам.

Очень красочно! И... довольно часто спонтанные поездки бывают удачнее планируемых. Еще раз спасибо за красивые фото, прям морально отдохнула в перерыве на работе, когда ваш отчет смотрела)))
Viam supervadet vadens

Rio где Janeiro
молодца!
природа в Туве и Монголии странная - вроде бы ничего такого сверхъестественного, очень минималистичная, но энергетически необычайно притягательна...
"Leave me alone, I know what I'm doing" © Kimi Raikkonen
"No plan is the best plan!" © Bud Moseley

Зачет, на одном дыхании))) Фото супер!
Мой отзыв: Hyundai Elantra 2010

Замечательные фото ) Мне только расти и расти (
Toyota Scepter SXV-10 1992 ГОДА 2,2 5S Красноярск

Молодцы!!! Спасибо за рассказ! Фотки просто супер!
ПыСы: приезжайте еще! :)))
Мы выжили там, где вымерли мамонты!

Daewoo Winstorm, LT 2007 г.в.

Здорово! Все эти дороги я проехал (и не раз!) за рулем армейского ГАЗ-66, во время срочной службы в Советской Армии летом 1987 года. Я тогда уже почти дембель, был прикомандирован к Кемеровскому топографическому полку или батальону, не помню. И вот все лето 1987, наша сводная команда со всех частей округа занималась демаркацией советско-монгольской границы. Вот эти самые столбики с колючкой через которые вы побег совершали мы ремонтировали, пограничную просеку в районе Эрзин - Нарын расширяли с 5 до 10 метров. Ну и все направления вдоль и поперек изъездили. Стояли мы на въезде в Эрзин на берегу одноименной речки, жили в палатках, на озеро, где вы побывали ездили купатся. Разбередили вы своим рассказом армейские воспоминания! Спасибо!

На 66-м никаких проблем по тем местам!

Стиль изложения мой - не более одной-двух строчек между фотками. Все связно. Фото отпадные - люблю горы. В общем, отчет порадовал, напомнил Монголию.
Скоро смотри наш о поездке в Пакистан. Он уже в очереди на публикацию.

фото класс

Скоро смотри наш о поездке в Пакистан. Он уже в очереди на публикацию.
ООооо а за вашими путешествиями я охотно поглядываю, с удовольствием буду ждать выхода :)

Симферополь
Это фантастика!
Шо вы гаварите?

Отличный рассказ! Удачных дорог,без поломок!

Северодвинск
молодцы. Фото СУПЕР!

Город геморрой Самара
Спасибо за мега рассказ! Вы молодцы- мотивируете других не просиживать дома!))

Расскажи, что потом с НИВОЙ после бродов сотворилось )))

Сеул
Сообщений: 2014
В 89 -м году по этим местам пробежался, но только с другой стороны границы. С тех пор от такой природы и видов пьянею. Бывал потом ещё пару раз в тех краях, теперь вынашиваю план как из Кореи через Китай прорваться в западную Монголию. Такие отчёты только подстёгивают поскорее осуществить задумку. Но пока слишком много НО.
Поставки автомобилей из Кореи без посредников!
Watsap +821094715561

SERG-VS:
Расскажи, что потом с НИВОЙ после бродов сотворилось )))
Нива подготовленная, все сапуны под капотом, зажигание как-то там переделано, в общем ничего ей от них не стало :)

Центр Азии
Хороший отзыв!Молодцы!Приезжайте ещё.
Боишься подойти к парню? НАПЕЙСЯ и ПОДПОЛЗИ...

MAZDADONTH:
природа в Туве странная - вроде бы ничего такого сверхъестественного, очень минималистичная, но энергетически необычайно притягательна...
Всё так. Причем особый колорит в наличии одновременно тайги , причудливых гор, степи и полупустыни. А какое там звездное небо ночером...
С удивлением прочитал о пропусках на Торе-Холь. Раньше как-то обходились без них. Видимо, это связано с устройством погранперехода к югу от Эрзина.
Спасибо автору за отчет. Нивоводу - отдельный респект.

Nickich:
Спасибо автору за отчет. Нивоводу - отдельный респект.
погран контроль там появился в прошлом году, ну точнее в прошлом году он уже был, а чуть раньше его ещё не было.
находится на мосту через реку

красноярск
фотографии отличные.
сам вернулся неделю назад из Тывы .
Ездили на рыбалку в верховья Енисея.

Одно слово - здОрово!!!
Наше общество любителей автомобильных путешествий www.t-for-t.ru

Замечательная поездка. Посмотрел фотографии и нахлынули воспоминания. Сам в июне 2012г. проехал из Алматы по Большому Саянскому кольцу в Ергаки и каменный город, с заездом на Красноярские столбы, а также проплыли на яхте по Бирюсе. Места там просто красивейшие. Ездили вдвоем с женой на а/м Нива. Проезжали глубокие броды и бездорожье. Машина не подвела. О том, что говорят, что после бродов масло в мостах превращается в эмульсию, так нас это не коснулось, хотя грязи и бродов по самые фары было предостаточно. Конечно, иногда посещает мысль, что вдруг машина сломается, а вокруг на десятки, а то и на сотню км ни одной души, но мы уже привыкли путешествовать вдвоем. Но однозначно перед поездкой машину надо готовить основательно. А вообще поездка у вас супер!!!

Отличная поездка и отчет! Самое главное что нет дикого бреда, нытья и соплей по поводу "злобных и неадекватных местных"..............ино й отчет как почитаешь так аж страшно становится что рядом живу)))))))))))))))))))))))))) )))))))..................естес твенно это юмор и ирония
Caldina 96,Bluebird Sylphy 02 1.8Vi 4WD

Кызыл
Молодцы! Зря не проехали далее Каргынского (второго) перевала к "Пор-Бажыну"...

За Байкалом
молодцы ребята!
Эрзин...родные места... фотки отличные, как будто сам вчера там ездил...
рожденный в СССР
Мой отзыв: Toyota Town Ace Noah 2000

SERG-VS:
Расскажи, что потом с НИВОЙ после бродов сотворилось )))PS: конечно НИВА броды преодолевает, но потом выходят подшипники задних ступиц из строя.100-200 км пути на эмульсии - гарантия выхода из строя подшипников задних ступиц.В трансмиссии после бродов тоже не масло, а эмульсия, которая убивает РПМ, КП, РК, РЗМ ...
Ничего не выходит, ты не стой по два часа в луже. У меня "Нива" 1989 г.в. пробег 155 тыщ. вся трансмиссия родная, в задней подвеске менялись только амортизаторы. И эксплуатация подобная этой поездке, поэтому и пробег маленький.

Клево!

Природа потрясает ! аж в дрожь кинуло, прошу авторов добавить карту маршрута из гугла например, хочу проехать следующим летом по этим местам. Спасибо за отчет !

Карту посмотрел в коментах ссылка, Спасибо

Отличный отчет! Приятно было прочитать! Приезжайте еще, в р.Тыва еще много красивых мест:)

<hfncr
Присоединюсь к Mustik был в той же экспедиции в 1987 г., на демаркации границы только ездил на УАЗике, Проехал всю Туву, был и Эрзине и в Хандагайтах и западнее в Саглы. На озере Тере-холь также был, от него на запад была неплохая дорога до погранзаставы №9. На озеро Убсу-нур (монголы называют Увс) проезжал с южного края, монголы возили из Улангома. берег немного заболочен, но проехать можно, а там пляж шириной метров 30 из белого песка, соленое море другого берега почти не видно, прозрачная вода, это было чудо. Посмотрел фотографии, словно снова там побывал.

Братчанин второй:
нам офицер в части говорил, что армия это хороший повод посмотреть свою страну, раньше же отправляли подальше от дома, сейчас уже смотрю много в округу ходит.

да.... представляю в 87м году там "дикость" мест совсем другая была... местные да вот вояки и ездили.

Фотки отличные)))

Alexisss:
Фотки отличные)))
Нигавари!...фоточки просто суперские!!!!!)))

Класс!

Прочла на одном дыхании, фото интересные, пейзажи....

Спасибо, очень позитивный и познавательный отчет...

Какие красивые места.

Комсомольск-на-амуре
классно я всегда вот так вижу спящую красавицу.

Сталинобад.
Автор не могли бы вы написать координаты брода в долине реки Бугузун? А так же координаты опорных точек дороги Кош-Агач - Кызыл-Хая?