Свадебное путешествие из Перми в Санкт-Петербург

16.09.2014 | 14835 просмотров

Здравствуйте, меня зовут Михаил, я живу в городе Пермь и мне 27 лет. В августе 2013 года я и моя вторая половинка Надя, совершили незабываемое для нас свадебное путешествие на машине в Питер. Я начинаю писать этот отчет спустя ровно три месяца после возвращения из него. Цель: сохранить свои, уже начинающие истираться, такие потрясающие воспоминания, поделиться опытом с теми, кто еще сомневается в своих силах, что путешествовать по России на автомобиле можно и вполне успешно, выразить благодарность людям, которые мне помогали на разных этапах моей затеи.

Почему именно Питер? Есть у меня любимая книга «Метро 2033: К свету» Андрея Дьяк

ова. Так как книга стала причиной путешествия, а также потому, что в отчете будет много цитат из нее, я не могу не рассказать вкратце содержание.

Действие разворачивается в Питере, через 20 лет после атомной войны. Повествование идёт от лица подростка, сироты, который попал на воспитание к сталкеру и вместе с ним отправляется в путешествие в Кронштадт. Логичность текста, определенные вставки с философским смыслом, атмосферность, легкость восприятия — вот главные козыри этого произведения. Очень большой акцент сделан на описание моральной стороны человеческой души, раскрытие первобытных инстинктов. Книга заставляет почувствовать сильные эмоции: надежду, отчаянье, страх, радость. «К свету» не просто боевик, автор заложил в эту книгу нечто большее, я не буду объяснять что, достаточно просто прочесть ее.

Первые мысли о том, чтобы реально побывать в Питере появились в январе 2013 года. Одновременно с планированием свадьбы мы думали о том, где провести медовый месяц. Так уж получилось, что опыта путешествий у нас не было. В сумме на нас двоих можно припомнить поездок 10 в другие города и то в детстве на поезде. Я предложил Наде съездить в Питер на поезде, и она, к моему счастью, согласилась. А потом, в один прекрасный день, я прочитал вот этот отчет Wild Trip #2 и понял, что поезд мне не нужен. Паша, спасибо тебе за то, что нашел время силы и желание написать свой отчет, удачи тебе во всем!

Прежде чем я начну описывать планирование и подготовку, я бы хотел немного рассказать о том, что я и Надя хотели получить от путешествия.

Во-первых, увидеть Питер. Я хотел посетить основные места, где разворачивались действия книги, попытаться повторить маршрут отряда сталкеров. Надя, как культурный и образованный человек, увлекающийся историей и искусством, хотела посетить дворцы, парки, музеи, картинные галереи и просто увидеть город, в котором давно мечтала побывать

Во-вторых, мы хотели посмотреть страну, в которой живем: города, улицы, людей, природу, увидеть как можно больше нового.

В-третьих, мы очень любим кататься на машине.

В-четвертых, мы просто хотели почувствовать, что живем, сделать что- то такое, о чем будет приятно вспоминать много лет спустя, вырваться из одних и тех же улиц, забыть про работу, побыть максимально тесно вдвоем, почувствовать себя не просто мужем и женой, а командой!

Я хорошо помню, как сказал себе: «Черт возьми, парень, я перестану уважать тебя, если ты не сделаешь этого, подумай, когда еще будет такой шанс?».

Если решил что-то сделать — сделай первый шаг. И не бойся сделать следующий. Бойся бездействия. Наметь цель и выкинь из головы остальное. («К свету»)

Руководствуясь цитатой из любимой книги, я сделал первый шаг.

Осознавая ответственность за самого дорогого человека, который будет со мной во время поездки, на старой машине, с водителем, который ни разу не ездил дальше 200 км за раз, я начал подготовку к путешествию с банального серфинга в интернете. Пару месяцев, каждый день читал различные отчеты, статьи, изучал google карты, думал, прикидывал в голове план путешествия. Это сейчас, когда все позади, нет страха перед дальняком, а тогда путь в одну сторону, длиной более в 2000 км казался экстремальным, полным опасностей, это было новое в моей жизни, а неизведанное всегда пугает.

Вот основные вопросы, которые меня интересовали и ответы, которые я раздобыл:

1. Расчет маршрута и качество дорог? Плотность и места наличия заправок/ночлегов, а также цены на ночлег и перекус.

По этим вопросам мне крепко помог пользователь под ником SEVER-NM, на пермском форум teron.ru. Дружище, спасибо тебе за информацию и поднятие боевого духа!

Маршрут был определен в двух вариантах «А» и «Б».

«А» — туда и обратно по «северу».

«Б» — туда по «северу», обратно через Москву и по М7.

Приоритетный план «Б» был дороже в связи с наличием крупных городов, на которые требовалось время и деньги, поэтому он был утвержден только в брачную ночь, после подсчета подарков.

С маршрутом обратно проблем у меня не возникло, Великий Новгород — Тверь — Москва, потом на М7. С «севером» было намного сложнее. От запутанных хитросплетений путей и направлений в объяснениях на форумах у меня болела голова. Народ пугал ужасными дорогами, отсутствием инфраструктуры местами на многие километры. Я уже совсем не знал, что делать с «севером», когда на помощь пришел SEVER-NM, который дал мне проверенный им лично маршрут, объяснил, что заправок достаточно и качество дорог неплохое, а также прикинул по ценам на ночлег/перекус.

2. Ситуация с гайцами и криминалом на трассе.

Контрастная ситуация сложилась с двумя направлениями в вопросе стражей порядка. «Север» позиционировался как чистый от радаров и не в меру рьяных сотрудников полиции. «Юг» же представился весьма напряженным, особенно в районе Татарской республики.

Наверно, все видели ролик про гопников на девятке, которые в конце заслуженно получили от дальнобойщиков. Побродив в паутине интернета, удалось выяснить, что этот случай скорее исключение из правил, что лихие времена вроде как прошли, и на трассе можно чувствовать себя в относительной безопасности.

3. Надежность машины. Вот, этот полный противоречий аппарат Mazda

Как готовил к поездке машину. Начал с выбора шин, так как лысеющий, весь в порезах и грыжах, еще родной «бридж» давно уже просился на помойку, к тому же он был шумнее, чем шипованая хака 4, что было впервые на моей практике, когда «лето» шумит больше шипов. За 100 км от них начинала болеть голова, какие уж там 2000. Выбрать шины было, пожалуй, труднее, чем определить маршрут «севера», отзывы в интернете полны противоречий. В итоге выбор остановил на Pirelli Centurato P7, о чем нисколько не жалею. Шина по разумной цене, по прямой держит очень хорошо, в поворотах немного проигрывает бриджу по сцепным свойствам, зато как тихо стало в салоне, мне было очень комфортно путешествовать на них.

Загнал машину на диагностику в сервис, в котором много раз ремонтировался и мог довериться. Закамск, Денис, если узнал это красное корыто, привет тебе!

По результатам дефектовки получилось следующее: масло в двигателе + фильтр, все колодки, замена тормозной жидкости, рычаг нижний правый с шаровой в сборе, сайленты задних продольных рычагов. Так же по моему желанию было заменено сцепление комплектом, диск-корзина-выжимной. Выбросил деньги на ветер, долбанная мазда.

Если вы собираетесь в свое первое путешествие, не важно на каком транспорте, первое, о чем надо побеспокоиться, это деньги. Еще на берегу нужно рассчитать, сколько и на что именно вам понадобится денег, а так же иметь НЗ. Если вы собрались путешествовать на машине, НЗ желательно должно хватить, чтобы вернуться домой из любой точки на эвакуаторе. Мы вернулись с нетронутым НЗ, даже с непредвиденными расходами оставшись в верней границе выделенного бюджета, что говорит о точном планировании и разумной трате средств.

Когда с приготовлениями было закончено, потекли долгие месяцы томительного ожидания. Я думал о путешествии каждую минуту, страха не было, только предвкушение. Затем, как это всегда бывает, день старта неожиданно настал…

Путешествие — это преодоление себя, времени и пространства, поэтому оно достойно уважения, независимо от пройденного расстояния. (с)

В Питер

«Север». Пермь—Киров—Шарья—Тотьма—Вологда—Шексна—Питер. 2013 км.

Маршрут планировали пройти за трое суток, т.е три ночевки и на четвертые сутки в 12:00 прибытие и заселение в заранее забронированную квартиру. Бывалые ходоки скажут, что для такой дальности очень много времени. По-моему, для первого дальняка вполне достаточно делать 600-700 км в сутки. Установка была такая, едем без фанатизма, устанем или не понравится, повернем обратно. Путешествие подразумевает отдых, лично я на скорости за 100 км/ч начинаю заметно сильнее уставать, да и глядеть по сторонам не успеваешь.

«Север» День 1

Нервная система подвела, как обычно, есть у меня дурная привычка не спать перед ответственным днем. Просто лежишь и сна ни в одном глазу, как ни пытайся уснуть.

Подъем в 5:00. Я совершенно разбит, болит голова, хочется спать. Без всякого энтузиазма пьем чай, я иду на стоянку за машиной. Все вещи собраны накануне. Так же в багажник закинул тот самый бридж, две самые живые шины, на всякий случай.

В 6:00 выдвигаемся на дачу к родителям. Дело в том, что планировал взять в путешествие у отца 10-литровую канистру, которая всю жизнь лежала у него на балконе. Конечно, когда она понадобилась мне, то оказалась на даче. Поэтому пришлось дать крюк в 60 км, смотаться за канистрой, которая, кстати, так и не пригодилась. По пути на дачу, в одном месте дорогу перебежала довольно крупная лиса, которую я видел первый раз вживую. Тогда это показалось мне прикольно, я еще не знал, сколько раз придется очковать, ожидая лесных братьев, перебегающих проезжую часть.

В 9:00 прибыли в город Очер, к родителям жены. Тёща снарядила нас неслабым запасом продуктов, включая свежую выпечку, а тесть — термосом с кофе (спасибо), немного подкрепившись и выслушав от обоих напутствие «не гонять», мы погрузились и в 10:00 6 августа 2013г. был дан официальный старт экспедиции.

День 1. Очер—Карагай—Сива—Афанасьево—Омутнинск—Слободской—Киров—Орлов—Котельнич (500 км + 180 км до Очера).

Часто в отчетах, которые я читал, на этом месте пишут, что ощущения покидания дома не очень приятные, люди испытывают волнение, страх. Я, видимо, ненормальный, потому что, пустившись в путь, я был по-настоящему счастлив.

Довольно скоро кончились знакомые места. Дорога была абсолютно пустая, петляя через мелкие поселки, она вилась серой лентой, первые километры маршрута наматывались на колеса. После Карагая дорога выпрямилась, и я встал на круиз.

Первая эйфория прошла, и меня стало неумолимо клонить в сон. Каждый по-разному переносит транспорт, кто-то нормально, кого-то укачивает, мне же хочется спать. Это мое проклятье, очень часто на трассе я начинаю клевать носом, а после бессонной ночи и подавно. Еще не встав с постели утром, я понял, что этот день много радости за рулем мне не принесет.

Дорога была первое время просто идеальная, ровная, пустая. «Вот бы так до самого Питера», — поделился я своей мыслью со штурманом.

Вскоре была первая заправка, на которой я залил бак под горлышко, а также наполнил канистру.

Затем настало время первого перекуса, яички, жареная курочка, кофе, завтрак туриста! Жевать на природе рядом с машиной, в неизвестном краю, уехав, как никогда, далеко от дома — это здорово.

С целью запечатлеть как можно больше для истории, я поручил штурману фотографировать все, мало-мальски значимое и интересное. Бедная Надя, выполняя возложенную на нее миссию, стоически щелкала затвором фотоаппарата весь северный маршрут. Ну за одним познакомилась со всеми режимами и настройками купленного специально для путешествия устройства. Каждый день получалось около 800 фоток практически ни о чем, одна дорога и деревья, к слову сказать, на обратном пути фотик почти не брали в руки, нафоткались.

Да кого тут обгонять?

В обед еще раз перекусили, после чего штурман осоловел. По этой причине осталась незапечатленная стела Кировской области, а также участок дороги недалеко от нее, который заполнился мне самым ужасным состоянием за всю поездку. Ровная дорога неожиданно ушла из-под колес, сменившись вздыбившимися пластами асфальта. В голове сразу пронеслись мысли: «приплыли, сказка кончилась, добро пожаловать в реальность» и « а вот и ожившая страшилка с форумов». Пробирался я этот участок со скоростью пешехода, а то и меньше, в большинстве случаев стараясь ехать колесами по холмам, чтобы не сесть на брюхо. Пожалуй, именно Кировская область запомнилась самым худшим качеством дорожного полотна.

В 17:00 прибыли в Киров. Я был поражен своей усталостью, когда вышел из машины, меня пошатывало, и во всем теле сквозила слабость. Подозреваю, что немалую часть заслуг в потере энергии можно отнести к извращенному сцеплению и КПП мазды.

«Дежурная улыбка».

Киров нам понравился. Мы были на набережной, сразу стало стыдно за Пермь. Чисто, красиво, молодежь без пива и сигарет, общаются без мата, гуляют родители с детьми.

На всех фотках поездки мы в шортах и кофтах. Поясняю, в обе стороны путешествия стояла солнечная погода, солнце постоянно жарило нас в салоне машины, даже несмотря на небольшую облачность и низкую температуру воздуха. Надя запретила включать кондей, опасаясь простыть, поэтому всю поездку мы парились без веников.

С этого «Семейного дерева» началась эпопея поиска в разных городах замка с нашими именами, так, кстати, и не нашли. Сколько мы этих замков перевидали, попадались экземпляры площадью с хороший планшет.

р. Вятка.

Немного о реках, которые попадались нам по пути. Одним словом, они все были обмельчавшие, с огромными отмелями. Иной раз видишь на навигаторе приближение широкой реки, готовишься обозревать, а там ручеек тоненький, или вобще ничего.

Внезапно в одном из дворов Кирова…

На выезде из Кирова заправляюсь и приобретаю «галстук», так, на всякий пожарный .Так как очковал обсохнуть, заправлялся довольно часто, как только стрелка начинала показывать меньше половины, начинал готовиться к пит-стопу. Каждый раз на кассе алчно косился на энергетики, так и подмывало покончить с сонливостью, но как-то не решился, денег пожалел, да и не люблю я химию эту.

Время 18:00 по пермскому, катим. Погода замечательная, машин мало, дорога ровная. Штурман сверяется со стенограммой и навигатором. До финиша этого дня еще 50 км.

Наблюдаем по правому борту красивое желтое поле, а на другой стороне место для перекуса, брутальный стол с лавками по бокам и грубо сколоченный навес. Останавливаемся перекусить. Такие кемпинги, маленькие и большие встречаются на трассе очень часто и это хорошо, интересно, что за добрые люди их строят?

Аппетит в автопутешествии просто зверский. Разомлевший от сытости сижу и смотрю на мазду… В голове проносятся мысли: «Ну надо же, как приятно на ней ездить, когда выжимы сцепления сведены к минимуму, надежная вроде, так глядишь и до Питера дойдем». Фоткаю на память.

И снова в путь. Впереди нас ждет Котельнич и поиск ночлега.

Я на рабочем месте.

Первый раз в жизни мы ночуем в отеле. Место выбрали сразу, как только въехали в Котельнич, небольшое двухэтажное здание, прямо на перекрестке, на котором надо было бы повернуть направо. Не глуша двигатель, иду на разведку. В голове настойчиво маячил образ из америкосовских фильмов. Прокуренное помещение, бармен натирает стойку, за столиками сидят мрачные типы, которые при твоем появлении недобро косятся.

В общем и целом, заведение «Ладушки» оказалось очень приличное. Из всех мест ночлега, я бы присвоил ему статус «Лучший выбор цены/качества». За 800 р. мы сняли номер 3х3 метра, с полутороспальной кроватью. Из удобств телевизор, вентилятор, чисто, опрятно, правда, довольно резко пахло стиральным порошком от постельного белья, туалет и душ общий. Через дорогу продукты/автозапчасти.

Координаты ночевки № 1.

«Ладушки».

Подводя итоги первого дня путешествия, мы остались очень довольны. Оказалось, что путешествовать совсем не страшно, очень здорово и интересно. Я был очень доволен машиной, приятно утомлен и безмерно хотел спать. Отключился моментально, как только мозг послал долгожданую команду «Отбой».

«Север». День 2

Здорово было проснуться, зная, что не надо идти на работу, нету никаких бытовых дел, есть только завтрак и дорога! Ночью мы спали очень хорошо и встали свежие и отдохнувшие. Видать, относительно чистый после города воздух поспособствовал. Иногда будил шум останавливающихся фур, который проникал через оставленное на микро проветривание окно, но звуки работы моторов были мне приятны и не тревожили. Кстати, количество дальнобойщиков у придорожных заведений прямо говорит о качестве обслуживания, избегайте кафе/отели с пустыми стоянками, проверено на собственной шкуре.

В прекрасном расположении духа мы отправились завтракать. Ниже будут фото, все меню вышло нам в 300 р., при этом все было вкусно, лучшее цена/качество. Надо отметить, что во всех придорожных закусочных без исключения дико перчат блюда, как первые, так и вторые. Если вы берете в дорогу термос, то берите запас кофе и сахара, здорово сэкономите, останется только вежливо просить сотрудников кафе налить кипятку.

Погодка с самого утра выдалась, что надо. Приятно было греться в лучах солнца и думать, как будешь скоро жариться в салоне машины. Легкая одежда, шорты и майка, а иногда и без нее, облегчали положение, но ногам было жарковато. Я бы с огромным удовольствие ехал в шлепках, как всегда делал летом, когда у меня был Nissan Sunny. На мазде с ее коварным и необузданным сцеплением я даже не думал об этом. Специально для поездки купил кеды с тонкой подошвой, в них ездил, а гулял в шлепках. Надя тоже в путешествие отправилась в легких кедах, и этот вид обуви сыграл с нами злую шутку, но об этом позже.

Для этой машины я бы предпочел портянки на левую ногу.

Устанавливаю на место катушки зажигания, извлеченные на кануне вечером. Лучше перебдеть, чем недобдеть, перспектива остаться без машины в чужом краю мало приятна.

Проверяем все ли вещи на месте, сверяюсь со стенограммой и задаю в навигаторе маршрут до следующей точки.

Объясняю, что я подрузамеваю под стенограммой и как прокладывал маршрут.

По совету SEVER-NM, на сайте Автотрансинфо для каждого направления я задал основные точки. Для «севера» Пермь—Тотьма—Санкт-Петербург, для «юга» Санкт-Петербург—Москва—Казань—Пермь. По этим точкам проводится расчет пути и выдается маршрут, в более детальном варианте, который я для себя назвал стенограмма.

Почему было просто не задать в Navitel основные точки? Перед поездкой я очень долго мучал телефон этой прогой, и у меня ни разу не получилось грамотно проложить маршрут, он то уводил на развороты, то оклонялся от стенограммы Поэтому в путешествии я задавал путь по частям, обязательно сверяясь с распечатанной стенограммой, как результат ни единого возврата, крюка и плутаний. Navitel установлен на обычный одноядерный смартфон HTC Incredible S с диагональю экрана 4”, которого за глаза достаточно для оперативной работы и удобной считки информации. Я остался очень доволен этим устройством.

Кем только ни трудился мой HTC.

В первую очередь, конечно, навигатором автомобильных дорог, в том числе в местах не покрытых сотовой сетью. Пользовались услугами спутников GPS и при пеших передвижениях. Очень удобны встроенные фильтры POI объектов, на трассе я включал закусочные/отели, в городе музеи/памятники и… туалеты!

Во-вторых, я пользовался приложением Яндекс Метро.

В-третьих, доступ в интернет, в основном для получения на месте оперативной информации по интересующим объектам. В поездку отправились с проверенными симками МТС, подключив дополнительно услугу «Везде как дома», чтобы родные могли звонить нам, где бы мы ни были бесплатно со своих номеров МТС и услугу «Супер БИТ», для повсеместного доступа к интернету. У МТС хорошая зона покрытия, около населенных пунктов всегда есть связь и даже интернет. В дремучих местах, среди сплошного леса и болот, штурман ловил на своем идентичном HTC сеть 3G и свободно чатился в vk. Зато по прибытии в Питер, когда я решил зайти в скайп, я обломался, оказывается, МТС у местных не популярен, и мы часто терпели из-за этого неудобства.

В-четвертых, в качестве плеера, готовясь к дальнему пути, я нарезал кучу дисков с музыкой в машину, а также закинул на телефон несколько аудиокниг, конечно, среди них была «К свету». Что хочу сказать по этому поводу, берите в дорогу как можно больше музыки и кидайте ее на плеер, так как сон, или музыкальные предпочтения штурмана, послушать через аудио систему автомобиля вам не дадут. Хорошая музыка в дороге повышает настрой и скрадывает километры. Аудиокниги у меня слушать не получилось, мозг настолько занят обработкой поступающей информации, касаемой дорожной обстановки, что просто не можешь вспомнить ничего из прослушанного.

День 2. Котельнич—Шарья—Никольск—Тотьма—Вологда—Шексна. 800 км

Итак, день второй, старт. Сразу попадаем в местность, напоминающую американские хайвеи, пока штурман заряжает фотик, пейзаж меняется на привычный российский, но все-таки одно фото в последний момент успеваем сделать.

Качество дорожного полотна на отлично.

Свежайший новый асфальт, временами даже без разметки, присутствовал местами в течении всего дня. Сложилось ощущение, что кто-то специально подсуетился перед нашим путешествием. Местами встречались участки дороги, на которых места живого не было от заплаток, тоже кстати свежего внешнего вида, их отсутствие сделало бы преодоление этих участков невыносимым.

Этот лесовоз пришлось обгонять дважды, потеряв время на фотоссесию у стелы, ездят такие тяжеловесы весьма лихо.

Ага, а вот и первая стела.

Похоже, кто-то не менее крутой, задался целью изрешетить табличку.

Мне почему-то врезались в память несколько машин, за которыми довелось ехать значительное расстояние. Ехать за спонсором очень удобно. Правда, непросто найти машину, следующую похожим курсом с такой же скоростью, но когда она находится, можно дать передышку вниманию, ведь если что, спонсор просигнализирует об опасности.

Сандеро уходит на обочину, сигнализируя об опасности на проезжей части.

Такие неприятные моменты редкость, в основном о разбитом участке всегда заранее предупреждают знаки.

С этим сандериком мы проехали больше 200 км.

Затем был очень длинный прямой участок, абсолютно пустой от цивилизации, с очень редкими встречными машинами. На нем реально можно ехать 160-200 км/ч, я плелся 120, побаиваясь камер и опасаясь влететь в яму, иногда разгонялся до 140, быстрее на мазде ехать становится очень некомфортно из-за крайне шумного двигателя.

На этом участке словил крайне неприятный момент. На дороге, вдоль, лежала доска, овальная кора, стружка от ствола дерева. Наскочил на нее как раз на 140, принял решение пропускать между колесами, боясь уйти в занос, повезло, что доска была не толстая, но все же шоркнулся пыльником.

Как я не люблю, когда на таких прямых близко деревья…

Конструкторы Мазды себе дико польстили такой разметкой спидометра, предел этой машины 160

Надя была категорически против любых фото с ней в отчете, но я не могу не выложить эту фотку:)
Флигель у стелы растрелян в хлам.

Три медведя.

Второй день «Севера» мне понравился, пожалуй, больше всего за все путешествие. Понравился минимумом цивилизации. Невероятно приятно катить по пустой дороге, ощущать себя настоящим путешественником, вдали от людей, наблюдать русскую природу, чувствовать машину. Во многих отчетах я читал, что в ситуациях, когда остаешься один на один с серой лентой асфальта, в голове начинают появляться мысли, которые можно сформулировать вот так: «Скорее бы все это закончилось». Признаюсь, я ждал этого момента, но он так и не наступил за все путешествие. Мне было чертовски приятно наматывать на колеса километры дорог. Произошло абсолютное слияние с автомобилем, я очень давно не был так, по-настоящему счастлив, со мной был рядом самый дорогой человек, вокруг не было людей, и я делал то, что умею лучше всего. Я ни разу не пожалел об этом приключении, я получал удовольствие от него в течение всего пути и с грустью осозновал, что как все хорошее, оно закончится.

Во второй день запомнилось два случая, связанных с остановками на перекус.

1. Долго не могли обнаружить, хоть что-то подходящее для перекуса, и вот показалась махонькая будочка. Спешим в нее, только кладем пакеты на стол, как тормозит минивен, из него на нас смотрит семья и с грустью отчаливает. Мы, довольные, начинаем распаковывать пожитки, осматриваться и становится понятно, что кушать тут не получится. Грязь, мусор и в довершение огромный улей под потолком с не менее огромными обитателями. Через 15 мин. Мы, голодные и злые, проезжаем тот самый минивен, стоящий у большой шикарной беседки.

2. Где-то в глухомани, в сплошных лесах. Очень узкая дорога и вплотную зеленка. Мы опять голодные, вдруг в тупиковом отвороте замечаем будку, иначе не назовешь. Из-за ограниченного обзора замечаем ее в последнюю секунду и проскакиваем. Возвращаемся, я сдаю задом в этот тупик, полностью занимая его машиной. Выходим осматриваемся. Натуральная свалка, чего только не валяется. Судорожно жуем на грязном столе, не зная чего ожидать, то ли из кустарника кто-нибудь вывалится, то ли подопрут с дороги какие-нибудь бандюги.

Почтенный городок.

Пейзажи ласкают взгляд.

Родные просторы

Как бы ни хотелось подольше остаться наедине с природой и мыслями, мы приближаемся к Вологде.

Вот уж не думал, что вживую его увижу.

Вологда нам не понравилась еще до того, как мы пересекли черту города. Лихие вологодские водители бесстрашно вылетают на встречку и прут по ней, не сворачивая, заставляя прижиматься к обочине. После пустых длинных перегонов было тяжеловато вновь вернуться в поток, да еще когда в лоб вылетают фанаты древней японской культуры.

Трогаю телефон, черный корпус раскален от солнца, аж руку жгет. Срочно прячем аппарат, его выход из строя усложнит путешествие до степени, не требующей комментариев.

Расход 7.2, норма.

Вологда чемпион по количеству рекламных щитов об услугах для автомобилистов, запчасти, ремонт.

Оригинально.

Вижу на навигаторе, что приближаемся к центру, сворачиваю наугад, везет, место тихое, можно выйти размяться и попить кофе, как всегда после долгой поездки, меня штормит и чувствуется усталость. Между прочим, я кофе не пью, никогда, тут же идет на ура просто.

В очередной раз с благодарностью смотрю на машину, хвалю вслух и фоткаю на память.

Немного передохнув, отправляемся на другой берег.

Вологда странная, вроде церкви стоят, и тут же рядом летнее кафе, полное нетрезвых посетителей среднего возраста. Ближе к берегу, памятник мужику с лошадью, вокруг него сидят подростки школьного возраста, курящие и бухающие из пластика.

Идем гулять по парку, ощущаем на себе взгляды вологодцев. Я не понял, то ли они всегда такие мрачные и угрюмые, или чуют чужаков по запаху. Мы с Надей очень явственно ощущали враждебность, исходящую от этих людей, может быть, на каком-то заводе не выдали зарплату?

Канал дико заболочен, прогулочный ходит в узкой просеке водорослей.

Количество замков доставляет, особенно амбарный.

Хорошая идея для свидания.

Дело идет к вечеру, надо собираться в дорогу, впереди поиски ночлега. Уже после путешествия узнал, как упростить эту процедуру, при условии нахождения рядом с крупным гоородом. Совсем не обязательно останавливаться в придорожном отеле, заходим на Avito.ru, выбираем город, в котором находимся, и ищем объявления о сдачи квартиры на сутки, средняя цена аренды 1-комнатной 1000-1500 тыс. против 2000-3000 за номер отеля.

Знай это раньше, так и остались бы в Вологде на ночь, но хорошая мысля всегда приходит опосля, так что двигаем в путь. И двигать пришлось очень долго. Если подняться к маршруту, то видно, что дошли до Шексны, ну почти, не доехали полчаса. Дорога там интересная, почти всегда прямая и волнами, подъем-спуск. Через каждые 200 метров с небольших столбов на цепях свисают огромные 1,5х1,5 метра с отражающими полосками знаки с фигурой лося, тогда я впервые серьезно задумался о встрече с этими товарищами, в голову сразу полезли жесткие видео с rusdtp.

Ох, как не хотелось мне попасть на мазде в ночь. Ох, как не хотелось, черт побери, — ближнего света у этой машины нету совсем. Можно считать повезло, если асфальт сухой, хотя бы туманками разметку подсветить, чтобы иметь ориентир, в дождь дело совсем плохо, идешь «по приборам».

Как назло, участок Вологда—Череповец слаб на ночлег, пару часов пришлось рулить в темноте.

Когда я увидел сооружение, ставшее в последствии нашим ночлегом, первая мысль была, что это только закусочная, вторая — тут, наверно, не по карману. Прошу любить и жаловать, ночлег №2 «Трактир»:

Эх, были бы все отели такие, каждый номер с отдельным входом, машина под окном, прямо как в Америке.

В наличии был только один номер, люкс за 2100 руб. Отличнейщий номер, со всем необходимым, небольшой косяк был с душем, он гнал кипяток, как ни крути, иногда вроде удавалось добиться тепленькой, но потом она опять нагревалась.

Пока штурман проводит ревизию припасов и обживает помещение, выхожу на улицу пофоткать и подышать теплым летним воздухом. Как я обожаю теплые летние ночи! Огромная площадка до отказа заполнена спящими фурами, по дороге проносятся их бодрствующие собратья. Почему-то думаю о труде дальнобойщиков, завидую, каждый день — путешествие. По всей территории заведения абсолютно свободно передвигается огромный кабыздох, собака баскервилей в натуре, животное кого-то из персонала, с какой целью ему дозволено перемещаться и наводить ужас на постояльцев не понятно. Чучело это высотой с колесо грузовика, видно на фото ниже, после этого кадра я решил ретироваться.

Тсс… трудяга спит, спокойной ночи, спасибо.

Картина в тему!

Господа, если у вас проблемы со сном, путешествуйте на машине, вырубаюсь как убитый.

«Север». День 3

День 3. Шексна—Лентьево—Тихвин—Сугорово (390км).

Второе утро вдали от дома, среди лесов и полей, в придорожном отеле началось замечательно. После ударного перегона организмы нашей команды потребовали продолжительного периода восстановления, поэтому встали не утром, а ближе к обеду. Вполне допустимо, так как расстояние, назначенное на третий день путешествия было более чем вдвое меньше предыдущего.

Выхожу на улицу и попадаю на раскаленную сковородку, солнце уже успело прожарить все, асфальт, машину, те, у кого тоже красный цвет, поймут. В салоне можно шубу сушить за полчаса, открываю окна и делаю первые фотки.

Насекомых немного, ожидал худшего.

Сборы. В путь. Проезжаем 30 км, выясняется отсутствие зарядки от телефона, забыли. Сам не знаю почему, но факт возвращения назад убивает весь настрой. Вроде бы делов смотаться 60 км, но тем не менее. Впервые за многие километры видим одну и ту же местность дважды, злюсь.

Эстакада запомнилась.

Нашел ее по картам, целая!

Третий день «Севера» запомнился нам тотальным ремонтом. К сожалению, нет фотографий и не помню точно, на каком участке, скорее всего, первые две трети пути. Суть в том, что сама-то дорога, по которой катили, была отличная, новая, еще без разметки, но вокруг творилось много суеты. Техники куча, рабочие, с обоих сторон копают, вырубают, частенько движение останавливали и пускали по очереди, но, самое главное, везде два знака — 40 и обгон запрещен. Никто, конечно, 40 не ехал, но и не гнал сломя голову. Я тоже поначалу плелся 60, потом мне это дело надоело, и я начал борзеть, благо были хорошие просматриваемые прямые и ближайшие кусты в 30 метрах от дороги через перекуроченные пласты земли, что делало засаду в них мало вероятной.

Очень быстро я пристроился за «спонсором» и тут началось. Все знают, что самые азартные люди это водители. Спонсором выступил Chery Tiggo, на задней двери которого значилось, что он о двух литрах, автомат. Ехали в хорошем темпе 120, потом зона тотального ремонта кончилась, и пошла обычная дорога, весьма неплохого качества, прямая, трафика мало. Видать, надоел я маячить бывшему спонсору, или он решил проучить халявщика, поднажал в общем до 140. Я тоже. Он 150, я тоже. Выше я уже писал, что у мазды предел относительно комфортного передвижения 140. Машину было жалко, за нас страшно. Слушал шум двигателя, а в голове проносились мысли о разного рода поломках, клин, обрыв ремня и прочее, однако сдаваться было позорно, и я продолжал насиловать аппарат, несмотря на предупреждения штурмана. Мучаться долго не пришлось, «вишня» пошла 160, я было тоже выжал последнее, стискивая потными культяпками баранку, и тут он пошел в отрыв, причем весьма резво. Плюнув, поставил 120 на круиз и стал вытирать руки о шорты, думая о безрассудности своего поступка. Поставил под угрозу безопасность молодой жены, и вообще всю экспедицию, круто было бы сломаться у черта на рогах. Дальше все оставшееся путешествие не превышал 120 и заодним вкатил еще одну жирнейшую галку мазде в колонку недостатки.

Нашел еще вот такие фотки. Как все-таки сексуальна хорошая дорога.

Солнце было беспощадно.

Название города сменили, а области оставили, странно. Как-то сразу на душе повеселело, ощутили, что реально далеко забрались, уж и до Питера недалеко. Дотянем, мазда? Дотянем!

По совету Sever-NM сворачиваем в город Тихвин. У города богатая история, год основания числится 1383, в XVI веке в связи с выгодным расположением на перекрестке торговых получил быстрое развитие и был широко известен как торговый и ремесленный центр. В 1613 город был захвачен шведами, разграблен и сожжен. Укрывшиеся за крепостными стенами монастыря жители выдержали долгую осаду и многочисленные атаки, а затем разгромили шведское войско, положив начало освобождения новгородских земель. Во время ВОВ Тихвин был оккупирован немцами. 9 декабря 1941 г.Тихвин стал первым городом, освобожденным в ходе зимнего контрнаступления Красной армии. Тихвину присвоено звание «Город воинской славы».

Нам с Надей Тихвин запомнился как город, в котором совершенно не развит сервис быстрого питания. Прибыв в него голодными волками, мы три раза объехали этот небольшой городишко в поисках чего угодно, где можно поесть. Тихвин в этом плане абсолютно, вопиюще пуст. Все, что удалось узреть, это огромный ресторан и микро-пиццерия, в которой мы и были спасены от мучительной и страшной голодной гибели.

Провозившись в Тихвине, говорим ему «до свидания» уже в 8 вечера Пора искать ночлег, в голове крутятся неприятные мысли о повышении цен в этой сфере по мере приблежения к Питеру. Первый мотель, попавшийся на пути, оказался бетонной коробкой, с покрашенными краской плитами, в номере две койки и все, даже тумбочки нет, общий душ и туалет, постояльцев ноль, из администрации — неприятного вида субъект, зато цена! 2500 рублей за ночь! Решив, что лучше будем ехать до упора, чем ночевать в этом, двигаемся дальше и через километр находим ночлег №3, отель с интригующим названием «XL».

Цена 1800 сутки. Со слов администратора, заведение недавно открылось, поэтому такая цена. Отель нам понравился, не люкс в «Трактире», конечно, но вполне уютно и главное санузел персональный. Номера на втором этаже, машину видно в окно, но, естественно, катушки зажигания были извлечены. На первом этаже можно при большом желании перекусить.

Стоим в окне коридора в теплых лучах заката, вот и третий день подошел к концу, понимаю, что время неумолимо совершает свой бег, путешествие закончится, так же как закончился «Север», и существование вернется к серым будням и завертится по старой схеме работа-дом, грустно. Но это потом, а пока впереди Питер!

Идем спать, привычная колыбельная проносящихся фур быстро делает свое дело.

Питер, день 1

В четвертый день нашего путешествия выдвинулись в дорогу весьма рано, в 9 часов утра. Требовалось покрыть расстояние в 190км менее, чем за три часа, весьма оптимистичный план, так как мы не знали, с каким движением придется столкнуться на подъездах к городу и непосредственно в нем.

Сугорово-Хвалово, перед Новой Ладогой поворот на трассу Кола и до Питера

Все таблички с указанием населенных пунктов пошли на двух языках. Много знаков, предупреждающих о лосях, и лес очень близко к дороге.

Как только сворачиваешь на трассу Кола, попадаешь в обстановку забытую на три замечательных дня, движение плотное и весьма интенсивное, с непривычки туплю и ботаню в правом ряду. В голове мешанина из сумбурных мыслей, что-то радостно вопящих в предвкушении финиша.

Недалеко от КАДа нас тормозят на посту, гаец бежит через две полосы и продает мне свою палочку. Ну надо же, за весь путь первое общение со стражем порядка. Напомню, что всего их видели не больше трех раз, и то они курили и даже не смотрели в нашу сторону, когда мы проезжали мимо, не говоря уже о наличии аппаратуры видеофиксации в руках или салоне патрульной машины. Строгий детина с АКСУ проверяет документы, порядок, можете ехать. Ну мы и едем, и я, зазевавшись, чуть не проскакиваю съезд на КАД, на асфальте след от юза и залатанный отбойник, немо свидетельствуют, что я не первый в этом списке.

За все время, я так и не привык ко всем этим развязкам, и всегда ездил с навигатором, не хочется думать о расстоянии и потере времени, если проскочешь нужный отворот. Крутим головами по сторонам, поражает масштаб торговых центров и застраивающийся микрорайон.

Впереди показался красивый вантовый мост и на нем хвост пробки, приехали. Стояли в пробке долго и как обычно из-за ерунды, впереди была пустяковая авария, плюс зачем-то на одной полосе разложили пластиковые блоки заграждения. Последние меня за неделю пребывания в Питере успели достать дальше некуда, они могут неожиданно появиться в любом месте, перекрыть, допустим, движение по полосе или разворот(ы).

Все гадали, где же указатель черты города, неужели пропустили? Он появился неожидано, после съезда с КАДа, но штурман был на чеку и щелкнул его на память. Необычный, сильный момент, достижение цели в первом автопутешествии, такая незаметная для окружающих большая победа маленького экипажа.

Первым делом отправились к связному, моему партнеру по работе и просто замечательному человеку Анатолию. Толя был очень любезен и помог подобрать нам жилье, внес задаток. Уже все вместе мы отправились на квартиру, которая обещала стать нашим с Надей прибежищем в незнакомом городе на неделю. Наш дом располагался рядом с площадью Победы, это недалеко от центра и из этого места очень удобно выбиратсья на машине в любых направлениях.

Что я могу сказать про Питер с точки зрения водителя? Мне не доставило неудобство передвигаться по нему. Зря я боялся дикого движения, та же Пермь, только улицы шире и расстояние больше между светофорами, даже в пробках стояли крайне редко. Понравилась культура вождения, движение в целом спокойное, пропускают. На заправках цена топлива выше на два рубля, сразу как только въезжаешь в черту города.

Отдельно стоит упомянуть СТО и стоянки. Питер это не тот город, где надо ремотировать машину. Примерно с середины «Севера» у меня появилось биение на руле, когда-то читал, что новые шины балансировать лучше после обкатки, уже в конце маршрута бить стало так, что руки тряслись после вождения. Еще замаял небольшой увод вправо. Наивный, решил дотерпеть до финиша и там спокойно решить все проблемы. Узнав цены я был в шоке, 2000 развал/схождение, 600 балансировка двух колес. Со стоянкой тоже обломался, во-первых, по близости ее не оказалось, а та, что была найдена, стоила больше 180 за ночь. Так что катушки опять пришли в дело, не только во время работы двигателя.

Еще в Питере есть следующая беда, с машин снимают номера и требуют за них выкуп. Приезжие с чужим регионом, наверно, для таких уродов лакомый кусочек, думал посадить болты на суперклей, но решил, что если захотят, все равно украдут. Вроде пронесло, только в последнюю ночь кто-то уже под утро пинанул машину, сигналка сработала, в окно смотрю — никого, спустился — на двери вмятина, как от носка ботинка, а машину поставил в тот раз не на то место, на которое обычно ставил, видать, хозяин места обиделся.

Питер очень большой город, масштабы поражают, можно очень долго ехать, ехать и проехать только его половину, навигатор был при деле всегда.

Чем, вообще, заняться в Питере, куда податься? В этом городе, вообще, много всего и не зная броду лезть в воду… Нам очень повезло с проводником, Толя не только дал рекомендации по месту и времени посещения объектов, но и составил компанию в паре вылазок, в которых проявил себя отличным экскуросоводом, знающим историю родного города.

Про Питер, в автопутешествиях на Drom уже написано неоднократно, я постараюсь сократить по возможности эту часть, ограничившись маршрутами, краткими пояснениями и лучшими фотографиями.

Вернемся в 9 августа 2013 года, пятница. Немного отдохнув и оглядев базу (квартиру), мы отправились на прогулку, выбрав в виде ориентира площадь перед домом Советов. В этом месте начинается действие моей книги и до него можно дойти пешком от базы. Я был немного разочарован присутствием большой массы людей, которые проводили на площади флеш-моб и не дали в полной мере насладиться первым знаковым местом моей цели путешествия.

Тем временем бестия достигла Московской площади и, спикировав к массивной статуе,
мягко приземлилась на вытянутую руку «вождя мирового пролетариата». («К свету»)

На обратном пути заглянули на площадь Победы, в центре которой располагается мемориал блокады Ленинграда, вход в подземную часть которого (всего за 100 р.) внушил нам ложное предстваление о ситуцации с ценами на подобные посещения. К слову сказать, экспозиция весьма скудная и посещать ее не обязательно.

А сейчас найдутся такие герои?

Вечером в компании проводника мы отправились по прямому, как стрела, Московскому проспекту в центр.

К своему удивлению, добравшись до места без пробок в хорошем темпе, паркуюсь прямо у Исаакиевского собора. Бросаем машину и идем к Неве. Только когда я увидел темные воды этой реки, почувствовал ее запах и прохладу, я не только понял, но и почувствовал, где я нахожусь. Довольно резко стемнело и похолодало.

Пройдя по Английской набережной, вступили на набережную Дворцовую, узрев на нем известный Эрмитаж.

Отлично сохранившийся кабриолет Audi 80, первый раз увидел такую модель.

Свернув направо под арку набережной Зимней канавки, вышли на улицу Миллионную и попали на Дорцовую площадь.

Заморосил жождь, мы прячемся под Триуфальную арку, на которой водружена огромная статуя Колесницы победы. Толя рассказывает историю, что, когда колесницу опускали на свод арки, были сомнения, что строение выдержит столь большой вес, и автор проекта Росси стоял там, на верху, в твердой решимости оправдать сомнения или погибнуть. Не очень уютно, честно говоря, было мне находиться в этом месте.

Дождь кончается, и мы отправялемся дальше мимо часов главного штаба, часы, как везде в этом городе, в исправном состоянии.

По Большой Морской улице выходим на Невский проспект, почти сразу замечаю памятную табличку блокаде. Среди огней, лиц гостей и жителей нового Петербурга она смотрится немного неуместно, инородно, что ли. Когда представляешь себе блокадный город с его ужасами и лишениями, становится противно от окружающей яркости, дорогих немецких машин и смеющихся людей, которые ходят мимо этого знака, даже не глядя в его сторону.

Двигаемся в сторону машины по Невскому проспекту, выходим на Адмиралтейский проспект, видим памятную плиту первому трамваю. Само адмиралтейство в строительных лесах, только огромный шпиль торчит.

Исаакиевский собор тоже частично в лесах, подходя, ищу глазами у его подножья свою машину, облегченно выдыхаю, видя торчащую знакомоую мордашку. Так непривычно видеть ее здесь, не у своего дома в Перми и не на служебной стоянке, а в центре далекого города у подножья известного на весь мир сооружения. Машина в моем взгляде смотрится инородно, как кусок, как пласт пермского края, выброшеный сюда с вертолета.

Выруливаем на Невский проспект. Он чертовски красив в темноте своими огнями. Глаза двигаются как бешенные, в попытке обозревать окрестности и следить за дорогой одновременно. Движуха, как на проезжей части, так и на тротуарах, очень плотная.

А товарищ на фото ниже, явно не ценит жизнь. Неожиданно выскочив с тротуара, он пристроился вплотную к автобусу и катил за ним минут пять, расслабленно виляя в стороны и дергая башкой в такт музыке. Скорость была 50-60, но и этого бы хватило, если бы водила автобуса хоть немного притормозил.

Возвращаясь по другому пути, после нескольких поворотов я окончательно потерялся на местности и уже даже не смотрел в навигатор, просто сворачивал, куда указывал проводник. К этому времени явственно навалились усталость и сон, с ватной головой добравшись до дома, поставили точку в первом дне пребывания в Питере.

Питер, день 2

Пользуясь хорошей погодой мы отправились посещать открытые объекты. Итак, Пушкинский район.

Главными достопримечательностями района являются государственные музеи-заповедники:
 Царское село — Екатерининский парк и дворец, Александровский парк и дворец.
 Павловск — летний дворец Павла I, крупнейший в Европе пейзажный парк площадью 600 га.

Побывали в этот день везде, кроме Екатерининского парка и дворца, просто не хватило времени.

Начать, пожалуй, стоит с парковки. Поблизости от входов на территорию парков, а это значит, в кварталах 4-7 найти свободное место можно, если только повезет. Кидать машину в Питере где попало, как в Перми, нельзя, я это очень быстро понял, наблюдая количество эвакуаторов с добычей на борту. А вокруг серьезных объектов дежурят полицаи, которые очень шустро их вызывают. Приткнувшись в каком-то дворе, я постарался запомнить это место, и мы отправились на поиски входа. Первым нам попался Александровский парк.

Александровский парк.

На территории парка находится Александровский дворец, вход бесплатный, сам дворец довольно красивое сооружение, цена билета самая низкая из всех, степень интересности тоже.

Александровский дворец.

Этот первый парк сразу произвел на нас большое впечатление своей чистотой, аккуратными газонами, прозрачной водой. Счастливы люди, живущие рядом и имеющие возможность просто гулять в таких местах.

Дойдя до закрытых ворот Екатерининского дворца, мы по незнанию решили, что на этом Пушкин кончился и повернули в сторону машины, каково же было наше удивление, спустя день, узнать от Толи, что на другой стороне дворца располагается еще один парк гораздо более интересный, а так же вход в сам дворец.

Машину удалось отыскать не сразу, как всегда, с огромным облегчением вижу красный силуэт.

Кажется, в Пушкине использованы все знаки и таблички, касающиеся парковок. Еще меня позабавили фонари уличного освещения, висящие не на столбах а на натянутых тросах.

Длительные пешие прогулки требуют заправки организма, недорогое и вкусное питание нам повстречалось, когда мы выбирались из Пушкина в сторону Павловска. В этом заведении очень недорого, по меркам Питера, продают очень вкусные шавермы и их производные, скидываю координаты.

Подкрепившись, в отличном расположении духа мы отправились в Павловск, который находится всего в 6 км.

Вход на территорию парка бесплатный, парковаться у входа негде вообще. Есть небольшой участок намертво заставленный, нам просто повезло, одна из машин прямо перед нами уехала. Парк огромен, на рисунке ниже красной областью выделено, то, что мы исходили часа за два.

Павловск.

В сам дворец мы не попали, потому что прибыли уже в шестом часу. По этому поводу хочу сделать замечание, очень многие объекты закрываются, на наш взгляд, слишком рано, в шесть вечера, а то и в четыре часа дня. Когда узнали цену на вход (450р.!), грусть как рукой сняло, к тому же, почитав отзывы, выяснили, что ничего особо интересного во дворце нет. Зато сам парк понравился гораздо больше предыдущего.

Летний дворец Павла I.

С каким огромным облегчением валишься, плюхаешься, падаешь в сиденье машины после таких прогулок, как безумно приятно ехать, а не топать ногами. Этот момент я хочу выделить жирным шрифтом, надеюсь, он сохранится после модерации отчета — собираясь в путешествие, предполагающее длительные пешие походы, подберите обувь на толстой анатомической мягкой подошве!!! Отлично подойдут качественные кросовки. К концу каждого дня, после таких прогулок в кедах на плоской твердой подошве болели стопы, иногда переходя из просто некомфортного ощущения в настоящую боль мешающую движению.

Вечером у нас состоялась небольшая покатушка с нашим замечательным проводником, мы побывали в местах, в которых на подступах к городу когда-то стояли немцы, действительно оттуда весь город виден, как на ладони.

Завершился второй день пешей прогулкой по парку Городов-героев, где были обнаружены доты Второй мировой и забавная надпись на асфальте из лент малярного скотча.

Питер, день 3

Выглянув утром в окно, мы были разочарованы, увидев пасмурную погоду. Температура упала, и шел дождь. Раз так, решили мы, тогда пойдем в музей и отправились в Эрмитаж. Если вы тоже решите когда-то посетить этот музей, отправляйтесь в него к самому открытию, а можно и пораньше. Вообще, это правило можно назвать общим для любых посещений, любых объектов, в любом путешествии. Каюсь, я сова и это плохо.

В Эрмитаже два входа и соответственно две очереди. Я таких очередей в жизни не видел, слышал рассказы, что раньше так стояли за колбасой или пивом. Отстояв под дождем часа полтора, мы все-таки попали внутрь.

Наша очередь…

…соседняя

В вестибюлях, гардеробах, кассах Эрмитажа дикие толпы и очереди. Информации и указателей минимум, куда идти, что делать, не понятно. Отстояв еще час в гардероб, купив билет, плюс оплатив за фотосъемку, мы прошли контроль и обнаружили, что половина посетителей ходит с сумками, зонтами и без наклеек означающих оплату съемки, жирный минус администрации Эрмитажа. Сами выставки довольно интересны, и их количество окупают высокую цену билета. И еще раз повторюсь, идти нужно к открытию, если конечно хотите все успеть посмотреть, а не бегать рысцой по павильонам.

После Эрмитажа мы отправились в рыболовный магазин, располагающийся в северной части города, на пр. Луначарского. Тесть, заядлый рыбак, воспользовался случаем и заказал эксклюзивные девайсы, которые есть только в Питере.

По пути заглянули к заинтересовавшему меня макету фрегата. Издалека смотрится, конечно, эффектно, на самом деле это, скорее всего, переоборудованная баржа, намертво закрепленная у причала.

Именно когда мы ездили в этот магазин, я понял насколько огромен этот город. Мы ехали, ехали, ехали, дворы, улицы, дома, бесконечные каменные джунгли. Вот так и прошел этот день.

Питер, день 4

Пожалуй, в жизни каждого человека бывают дни, которые он помнит до конца жизни, как правило, такие дни связаны с моментами личного счаться. Это может быть все, что угодно, сдача диплома, покупка первой машины. Я не отношу к личному счастью любовь, потому что это общее чувство и не совсем то, о чем я хочу сказать. Личное счастье — это когда счастлив только ты, полностью и абсолютно, этот день был таким для меня.

Погода в Питере вещь переменчивая, она меняется постоянно, солнце, дождь, ветер, тучи, снова солнце, снова дождь. Именно таким был день, который я посвятил тому, зачем рвался в этот город. Я последний раз сверил свой маршрут, по основным объектам повторяющий тот, который проделали герои моей книги, и мы отправились в путь, предварительно подкрепившись!

Хороший завтрак необходим, до вечера кушать будет негде.

База—Макаровка——Петергоф—Раскат—Кронштадт—по КАДу домой.

Выскочив с уже ненавистного кольца на площади Победы, по Ленинскому проспекту мы достигли Кронштадской плошади и проспекта Стачек.

« Кронштадтская площадь, между прочим. — Кондор сверился с картой. — Добрый знак! Так, глядишь, и до самого Кронштадта доковыляем.» («К свету»)

Свернув на Петергофское шоссе, мы достигли первой контрольной точки — Государственной Морской академии им. адмирала Макарова. По всей видимости, в огромном здании ведется ремонт, везде пустота, только рабочие мелькают. Воодушевившись, я уже думал было проникнуть внутрь и даже пройти на территорию за зданием, но был остановлен действующим пропускным пунктом. Объехав здание с обеих сторон и уткнувшись в тупики, мы отправились дальше.

…вышли к Санкт-Петербургскому шоссе как раз напротив пустыря, посередине которого в гордом одиночестве стояло внушительное здание.

Глеб не удержался и подергал наставника за рукав.

— «Макаровка», — пояснил Отшельник. — Морская академия. («К свету»)

Проехав 300 метров, наткнулись на Константиновский, в котором нас постигла неудача.

«Вчера был последний день, когда можно было посетить территорию парка, а сегодня она закрыта в связи с саммитом, вы же молодые, интернетом не умеете пользоваться?» — грубо отшил строгий охранник в дорогой форме, внутри КПП, с кучей мониторов наблюдения.

То, что удалось разглядеть через прутья ограды, настроения не прибавило. Красивейшие, вылизанные газоны и клумбы, везде чистота и новая краска. Сам дворец красавец, и везде куча охраны, с рациями и внимательными взглядами. Если когда-нибудь вновь буду в Питере, Константиновский, номер один в списке посещений.

« Тут рядом Константиновский дворец. Подвалы с гидроизоляцией. Сухо должно быть. Там и остановимся. — Отшельник вышел под дождь». («К свету»)

Следующей точкой нашего маршрута был собор Святых апостолов Петра и Павла, который находится непосредственно перед Петергофом.

«Они двинулись дальше, пока слева по курсу не показалось высокое причудливое сооружение, гордо возвышавшееся над буйной растительностью. Глеб впервые видел подобное чудо. Четыре башенки окаймляли центральную, самую крупную. На верхушках трех даже сохранились маковки куполов с потемневшей от времени позолотой. Несмотря на грязно-серый налет на стенах, праздничный красно-зеленый окрас здания притягивал взгляд» («К свету»)

Собор святых апостолов Петра и Павла. — Отшельник с благоговением смотрел ввысь. — Ему больше ста лет. Войну с немцами пережил. Катастрофу пережил. Воистину святое место…(«К свету»)

«Глеб полюбовался бликующей водной гладью и прошел по периметру галереи на противоположную сторону. Внизу раскинулось заболоченное озеро. На илистой поверхности булькали пузыри. Белесая дымка испарений, поднимаясь с воды, обволакивала два островка, заросших кустарником. Присмотревшись, мальчик заметил там какое-то движение и позвал наставника.

«Люди!» — решил Глеб. — «Вот на Московской удивятся, когда узнают, что именно я…»

— Опа. — Бывалому сталкеру хватило одного взгляда в прицел винтовки. — Старые знакомые. Ольгин пруд облюбовали».

Ольгин пруд.

«Довольно легко им удалось отыскать лестницу, ведущую на колоннаду. Решетка, перегораживавшая коридор когда-то, сиротливо валялась на пыльных ступенях. Глеб, прыгая через две ступеньки, поднялся к сталкерам. У мальчика дух захватило от ошеломительного вида, открывшегося с верхотуры. Разглядывая панораму покинутого мира, Глеб испытывал двойственные чувства. Восторг от расстилавшегося вокруг бескрайнего пространства и горечь сожаления от вида искрошившихся людских построек. Мальчик не в силах был понять, насколько разрушительной должна быть ненависть людская, чтобы безрассудно принести в жертву все живое — природу… воду… землю…

Взглянув в другую сторону, Глеб обомлел. Точно такое, как в его сне, за деревьями простиралось…
— Море…». («К свету»)

Я очень, очень, очень хотел побывать на этой колоннаде, но и тут ждал облом, на ремонте. Будет номером два в моем списке долгов.

Следующей остановкой значился Петергоф. Надо было парковать нормально машину, на время посещения собора оставленную в неположенном месте. Парковаться у Петергофа, если честно совершенно негде, могу дать совет, где это можно сделать: за домом по адресу Санкт-Петербургский проспект, 43.

Петергоф — это место, которое надо посетить обязательно, ехать желательно тоже с самого утра, потому что территория огромная, а фонтаны прекращают свою работу в 18:00, что безусловно очень рано.

Петергоф, верхний парк.

Все стадии погоды в одном кадре.

Нептун.

В нижний парк, в отличие от верхнего, вход платный, в нем есть несколько отдельных музеев, типа Особой кладовой и Подземных гротов, цена высокая, интересность средняя. Изюминка нижнего парка, конечно, фонтаны, еще раз повторяю, работают они до 18:00, прождав очереди в музеи, мы опоздали, и на наших глазах могучая струя воды одного из них начала плавно угасать, пока совсем не иссякла. Поэтому Петергоф записываю третьим номером в список посещений. Фотографии фонтанов уже были в чьих-то автопутешествиях, но я все равно выложу свои, чем-то да отличаются.

Пролетев по верхнему парку, сталкеры обогнули руины дворца и спустились вдоль широких ступеней Большого каскада. («К свету»)

Внизу Глеб увидел статую — голый мускулистый человек врукопашную боролся с диковинной тварью.
 Это кто? — Не удержался от вопроса мальчик.
 Самсон.
 Он тоже сталкер?
 Еще какой! — Поддакнул Ксива. — Только «химзу» не носил. Принципиально.

Угрюмые бойцы не отреагировали на шутку. Слишком свежо еще было воспоминание о гибели товарища. Лишь брат Ишкарий, не удержавшись, глупо захихикал. Только смех его как-то быстро сошел на «нет», когда отряд приблизился к статуе. Иссохший бассейн, окружавший скульптуру, доверху был заполнен человеческими останками. («К свету»)

Аллея фонтанов…

…выходит прямо в финский залив.

С причала вижу следующую точку поездки — Раскат.

А вон та полоска земли и есть Кронштадт. — Отшельник указал рукой вдаль. («К свету»)

Да, Кронштадт. Сердце забилось чаще, когда я увидел его, и в тот момент я впервые поставил под сомнение правдоподобность сюжета. Такая даль, пусть даже по прямой, а ведь идти пришлось бы не по чистому асфальту. Сожрали бы весь отряд десять раз в кустах и вся недолга.

Отличные камни, я прыгну здесь!

Прикольный дом крепость, за шторами сидит охранник,
так что пробираться через закрытый помост не надо

Внутри кварталов парка встречаются небольшие каналы.

Тот самый, последний увиденный фонтан.

Финский залив.

В самом дальнем конце парка находятся четыре стенда с фотографиями, отображающими судьбу Петергофа во время ВОВ. Зрелище, прямо скажем, печальное.

Человек странное существо, много событий в его истории, не поддающихся моему разуму, сколько боли, жестокости и разрушений видела наша хрупкая планета и сколько еще увидит.

На другом конце парка нам попалась группа шумных немецких детин, здоровенных парней лет 20, которые, лая на весь парк на своем языке, веселились и бурно обсуждали что-то, сволочи, видели бы они во что их деды превратили это место 70 лет назад. Все, что сейчас есть в Петергофе, кроме стен, восстановлено из пепла руками советских людей, титаническая работа, достойная уважения.

Вид на большой дворец со стороны нижнего парка, 1948 г.

Вид с верхней террасы на морской канал, Большой каскад, статуя Самсон и Голиаф демонтирована, 1943 г.

У Петергофа собственная вертолетная площадка.

Монплезир — любимый дворец Петра I, предпочитавшего уютные строения.

Это тоже фонтан.

До встречи, Петергоф!

Следующая точка поездки была всего в 2 км, Раскат — центр управления судами. Уже потом я узнал, что вышку можно объехать слева и попасть прямо на берег залива, вот и запись четыре в журнале посещений на будущее.

Из-за крон корявых деревьев показалась макушка высокой железной башни. Чем ближе путники подходили к берегу Финского залива, тем массивней и внушительнее становился красно-серый железный столп загадочной конструкции. («К свету»)

В верхней части вышка расширялась. Цилиндрическое утолщение по всему периметру опоясывали обзорные окна. («К свету»)

Сделав пару фото Раската, садимся в машину, следующая остановка Кронштадт!

Дорога до дамбы имеет много имен. Сначала это Ораниебаумское шоссе, потом Морская улица, затем Дворцовый проспект и наконец, Краснофлотское шоссе, все это вместе весьма живописное направление. По пути попадалось много интересных объектов, заслуживающих внимания. Например, Меншиковский дворец, или Въездные ворота, останавливаться было некогда, время поджимало. Путь заканчивается хитроумной развязкой, и ты попадаешь на КАД, ведущий в Кронштадт.

Чтобы попасть в город, нужно преодолеть подводный туннель, над которым располагается судопропускное сооружение С1. С другой стороны острова, С2, суть сооружений предотвратить затопление залива. Точнее обо всем комплексе можно узнать тут.

Лайнер на фоне фортов Александра I и Петра I.

Когда мы подъезжали к туннелю, по правому борту заметили огромный океанский лайнер. Я не знаю с какой скоростью передвигается эта громадина, но сближались мы примерно одинаково, думаю он делает не меньше 80 км/ч, т.е 43-45 узлов. Когда пошел спуск вниз и обзор пропал, лайнер как раз находился непосредственно перед С1, т.е. теоретически мы проехали по дну туннеля в тот момент когда он над ним проплывал. Жуть.

Сказать, что в туннеле неуютно, значит, вообще ничего не сказать. В нем очень шумно от вентиляционных установок. Спуск идет долго и круто, потом совсем небольшой прямой участок и начинается подъем.

Недолго думая, Отшельник указал на правый проем. — Здесь войдем.

— Что, сталкер, до сих пор по «встречка» не ходи? — Таджик улыбнулся сквозь стиснутые от боли зубы.

— Привычка — страшная вещь, Фарид. — Проводник ухмыльнулся в ответ. — За рулем тысячу лет не сидел, а гайцы до сих пор мерещатся. («К свету»)

Вспышка подвела, но в целом это середина туннеля

К свету, черт побери, к свету!

Выбравшись из туннеля, через пару километров сворачиваем на Кронштадтское шоссе. Тут все застроено новыми домами, спальный район. Дальше шоссе идет сквозь зеленку, пока не упирается в старую часть города.

«— Площадь была, улица была, теперь вот шоссе Кронштадтское. Снова знак, слышишь, Кондор? Только вот понять бы, добрый или нет?» («К свету»).

Выбрав Гостиный двор как место десантирования, паркуемся. К этому времени мы уже очень устали, и если я, одержимый своей мечтой, еще имел резерв сил, то Надя почти все время пребывания в Кронштадте провела в машине. Фотик к тому времени почти сдох, и я экономил энергию на случай действительно интересных объектов, поэтому фоток улиц города очень мало. Может, мы попали в такое время, но мне Кронштадт показался отдельным мирком, в нем очень тихо и малолюдно, такое местечко как раз по мне.

Фонтан перед Гостиным двором, между прочим, поющий.

Брутальная библиотека.

Покинув переулок, они вышли к длинному широкому рву, заполненному густым супом из гниющих водорослей.

Под поверхностью воды, подернутой зеленоватой ряской, происходило непрерывное шевеление. Глеб поморщился. Однажды ему довелось увидеть, как лечатся пиявками. Зрелище не из приятных… Здесь, видимо, обитало нечто подобное.

— Обводный канал, — бросил Таран на ходу.

Гуляя вдоль Обводного канала я заметил его, котел, а потом и план острова. Образы книги друг за другом принимали реальные очертания.

— Промозгло как… Не любы мы, видать, Котлину. — Механик поежился.
— А откуда название такое? — Глеб оживился, вступая в разговор.
— Котлино озеро. Не слыхал? Котловина, в центре которой этот остров расположен. Издавна так зовется.
— А еще легенда есть, — подключился Таран. — Здесь шведы раньше сидели. Сторожевой отряд.
— Шведы? — переспросил ученик.
— Ну… это как веганцы, только… — Проводник запнулся, подбирая слова. — Ну, чужаки, короче. Когда царь Петр русские корабли подвел к острову, шведы смылись от греха подальше. Да так быстро, что даже костер не успели затушить. А на костре — котел со жратвой. Ну и порешили тогда остров Котлиным назвать. («К свету»)

Подойдя поближе к загадочной находке, Глеб присмотрелся, провел подошвой ботинка по гладкой поверхности, сгребая в сторону ворох листьев и мокрый песок. Затем опустился на колени и торопливо расчистил руками пару метров пространства. Взгляду его открылась гранитная плита, вмурованная прямо в булыжную мостовую. Скорее всего, это был план того самого острова, что сейчас нехотя открывал им свои секреты. Догадку его подтвердила каменная звезда с четырьмя лучами, видимо означавшими стороны света. По периметру памятник окаймляла низкая ограда в виде литых ядер и толстой цепи, наполовину вросшей в землю. («К свету»)

Затем наше внимание привлекло железное дерево, оригинальный памятник в честь 300-летия города. Рядом дежурит девочка, предлагающая различные варианты использования объекта для осуществления желаний. Если есть предложение, значит есть спрос, на наших глазах на удочку была поймана проходящая девушка, которая сначала очень долго пыталась закинуть монетку в дерево, посидела на олененке и намотала несколько кругов вокруг.

Дальше мы отправились на Якорную площадь, на которой расположен Морской собор. Также присутствует вечный огонь, за которым из кустов присматривает ГБР.

Среди деревьев промелькнул купол собора. Глебу отчаянно захотелось подойти поближе к грандиозному сооружению, но наставник, как назло, повернул в другую сторону. («К свету»)

Макаровский мост, сооружение дико играет от шагов.

Перед тем как отправиться в Кронштадт, я внимательно изучил его план, после осмотра площади мы отправились ближе к воде.

Итальянский пруд, красное строение — Голландская кухня.

Под табличкой находится нуль Кронштадтского футштока.
Именно от него отмеряются отметки высот по всей стране,
в том числе и отметки уровня водохранилищ.
И когда мы слышим, что, например, Саяно-Шушенское водохранилище наполнено до отметки 537 м —
эти метры отсчитываются именно от этой точки нивелирной сети.

Этот день был настолько потрясающий, что просто не мог быть еще лучше, но стал, когда я увидел его — маяк!

В книге есть особенная часть, действие которой происходит на маяке, признаюсь, когда я ее читал, волосы на моей голове шевелились. Увидев маяк, я понесся на машине по набережной, огибая бетонный блок, абсолютно не думая о том, зачем он лежит. Выскочив из машины, я принялся крутиться на месте, стараясь все увидеть и запомнить, со стороны я выглядел, наверно, придурком. Также, скорее всего, думала Надя, наблюдая за мной из машины.

Так я достиг логической цели своего путешествия. Настроение в тот момент было максимально отличным. Я повторил маршрут отряда Кондора, я повысил собственную самооценку, сделав то, что год назад счел бы невозможным. Я просто стоял и смотрел на локации места, в котором я так давно мечтал побывать, слушал шум воды, вдыхал морской воздух.

Стоит отметить, что программа максимум, для меня была бы встреча с автором книги. Я видел его сообщения на форуме Метро 2033 и мне почему-то показалось, что человек он не очень общительный. Может поэтому, может от стеснительности, я так и не написал ему, не договорился о встрече. Жаль, а так хотелось получить автограф, задать несколько самых волнующих вопросов, просто пожать руку этому человеку.

Глеб посмотрел вперед. На фоне восходящей луны отчетливо выделялся высокий шпиль маяка. Луч света, разгоняя пелену ночного тумана, бил в направлении Питера. Сомнений больше не осталось. Он нашел его!

С каждым шагом башня росла, становилась все выше, обретая горделивую осанку. Маяк располагался на самом краю мола, вернее, на углу одетой в камень набережной. Строение выглядело абсолютно гармонично на фоне бликующей воды, словно было частью пейзажа этого сурового острова.(«К свету»)

Миновав внушительных размеров ангар с обвалившимися внутрь перекрытиями, отряд остановился у границы Петровского дока. Так назвал это место наставник, и мальчик собрался было узнать у него значение непонятного слова, когда тот, опередив, пояснил:

— Сюда корабли загоняли на ремонт подводной части. А потом воду выпускали, и она самотеком уходила в специальный бассейн — там дальше вырыт. Между прочим, док исторический, еще Петром Первым заложен был. («К свету»)

Ныне док заброшен, путь к нему перегораживает неразводной мост.

По проекту Петра I надо было устроить док и глубокий бассейн. Идея заключалась в том, что док должен был осушаться быстро, путём слива воды из дока в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока.
Из бассейна вода, не спеша, откачивалась бы насосом с ветряным двигателем. При поездках в Европу, Пётр изучал устройство голландских и английских доков, недостатком которых была длительная откачка воды (более месяца). Пётр I так и не увидел окончания строительства своего детища. В 1724-1725 годах всё ещё велись работы по обустройству канала и доков. После смерти Петра, строительные работы в Кронштадте пришли в упадок, но работы на канале и доке продолжались. Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Для середины XVIII века это было грандиозное сооружение!

Пушка у здания арсенала.

Здание арсенала. На стенах следы, как от попадания пули пулеметного калибра,
позже я нашел этому подтверждение в интернете, эхо войны…

Проходная Морского завода. Где-то там, за проходной, по книге должно быть бомбоубежище и маяк.
Маяк, кстати, присутствует, тот, что на фото ниже, ну и бомбарь, как пить дать, имеется.

Объезжая Кронштадт против часовой стрелки свернули на Тулонскую улицу, на навигаторе было видно, что в конце нее можно близко подобраться к воде. К этому времени Надя совсем уже сникла и даже не захотела выходить из машины. Я решил пробежаться к небольшому причалу, понимая что это последняя возможность увидеть локации из книги.

Первым делом я неожиданно наткнулся на памятник изобретению радио, какой-то нелепый он.

И вдруг сквозь прикрытые веки пробилась вспышка света. Глеб приоткрыл глаза и увидел его…

Свет!

Пронзительно яркий столп света где-то там, над руинами ангаров и мачтами покосившихся сухогрузов…

Ослепительный луч в сгустившихся потемках притягивал взгляд подобно магниту. Нереальный, абсолютно чуждый окутавшему остров сумраку, он вспарывал пространство, бросая вызов ночи и всем ее силам. («К свету»)

Вдоль высоких серых стен плескалась вода. А у причальной секции на волнах качался обшарпанный, видавший виды баркас. («К свету»)

Постояв немного в одиночестве, последний раз наслаждаясь приятным моему глазу пейзажем, я побрел к машине. Выбираться с острова решил по улице Восстания, довершая круговой объезд острова, с щенячьей надеждой еще раз подобраться к воде. Стоял прекрасный теплый вечер, немногочисленные прохожие наслаждались им. Наверняка, у них их родной город не вызывает столько эмоций, точнее, они просто живут в нем, как и мы все живем в своих привычных мирках, не находя в них ничего интересного. Мое свидание с Кронштадтом заканчивалось, черт, когда еще доведется?! Было немного грустно. Двигаясь с минимальной скоростью, я старался как можно больше увидеть и запомнить. Нырнув в одну из подворотен, проскочив каких-то мрачных типов и горы мусора, мы оказались на злачных задворках, за которыми раскинулась заболоченная заводь. На берегу стояли видавшие виды жигули, в которых кто-то обжимался, не желая мешать и, вообще, не рискуя покидать машину, вернулись на дорогу.

Благодаря съемке без вспышки, аккумулятор фотика был жив еще на целых 4%, с благодарностью ему я немного пофоткал Кронштадт в последний раз.

Выбравшись вновь на КАД, на последние капли энергии аккумулятора фотика, сделали снимки потрясающего заката. Потом была долгая поездка по пустому КАДу. К сожалению, я не смог использовать случай и прохватить по нему с ветерком, так как биение на руле, появившееся в середине «Севера», усилилось, и на скорости больше 120 уже просто начинала стучать рейка. Жаль, по такой дороге можно и стрелочку положить, если аппарат позволяет.

Так закончился этот, самый лучший для меня день нашего путешествия.

У полосы прибоя в молчании сидели две одинокие фигуры. Небо розовело в преддверии близившегося рассвета.
 Па, я ведь у тебя жить буду, когда в Питер вернемся?
Сталкер еле заметно улыбнулся, глядя вдаль.
 А как же земля обетованная? Ты же мечтал найти ее?
 Я ее нашел. Но сидеть на острове… Скучно! Ведь сам же говоришь… бойся бездействия. К тому же… Ведь должны же быть и другие неотравленные земли, куда можно переправить больных из метро. Или стариков.

Сталкер не спешил с ответом. Грустно было разбивать иллюзии этого повзрослевшего ребенка.
 Знаешь, Глеб, отравленный мир — полбеды. Гораздо страшнее — отравленные души. Поэтому начинать стоит не с чистых территорий. Людей чистых искать надо. Таких, как ты. («К свету»)

Питер, день 5

В этот день, мы вновь отправились в Пушкин, чтобы посетить Царское село. Ранее уже побывав в Александровском и Екатерининском парках, мы по незнанию покинули Пушкин, не подозревая, что вход в Екатерининский дворец с другой стороны и там же еще один парк.

Текста по этому дню больше не будет, только фото. Единственное, что хочу сказать, в Царском селе нужно побывать обязательно, нам очень повезло с погодой, поэтому удалось обойти его полностью.

Попрошайки.

Днем позже, на экскурсии в этом дворце, нам поведали, что нигде никой краски, все и везде позолота, толщина слоя в человеческий волос, только снаружи дворца ушло около 500 кг золота!

Камеронова галерея.

Настоящие!

Павильон «Грот»/

Это цельная железная плита толщиной сантиметров тридцать, разгадать технологию фрески не смогли.

Китайская беседка.

Турецкая баня.

Чесменская колонна.

В общем, хорошо жили (живут) цари на Руси. Напоследок пара фото с улиц Пушкина, юмор.

Такое чудо видел первый и последний раз, так и хотелось проверить, ответят?

Весь Пушкин в одном фото: классные домики, парковаться негде, крутая свадебная тачка, воровайка.

Питер, день 6

Сижу вот смотрю на себя на фотках, как ослик тюками навьючен, Надина дамская сумка, своя сумка, пакет с едой, кофты и так на всех фото. У брата в шкафу два ненужных школьных рюкзака вполне подходящих под туристические, почему не взял?? В следующий раз учтем…

В шестой день пребывания в северной столице мы в третий раз отправились в Пушкин. Это уже стало неинтересно, ездить по знакомой дороге.

Цель визита на этот раз, Екатерининский дворец, это место, которое посетить нужно обязательно. Цена за посещение относительно небольшая. Организация посещения одна из лучших, внутри набираются группы примерно по 20 человек, выдаются передатчики, экскурсовод говорит в микрофон, посетители слушают в наушниках, гениально и просто. Маршрутов два, по левой стороне и по правой, но пройти за раз можно только один, лучший маршрут тот, который со стороны Александровского парка. В Екатерининском дворце находится знаменитая Янтарная комната, снимать в ней запрещено, но это не особо расстраивает, потому как лично я был ей разочарован. По цвету я представлял себе янтарь как прозрачный золотистый мед, на деле он оказался серым и тусклым.

Снаружи дворец кажется трехэтажным, на самом деле этажа всего два, просто на втором этаже двухъярусные окна. Отдельных оваций заслуживает бальный зал, это фантастическое по красоте помещение, в котором так и представляешь себе танцующие пары в старинных нарядах.

Очередь длиной в сам дворец.

Бальный зал.

Множество зеркал, обширное остекление и внушительная картина на потолке, зрительн, сильно увеличивают размеры на самом деле небольшого зала.

Попытка снять бесконечность в параллельных зеркалах, на заднем плане внутренний двор и Александровский парк.

Меня одного бесят люди, фоткающие на разделочную доску?

Если не ошибаюсь — это Купидон, на другой стороне такая же чаша, но там он уже бодрствует.

По словам экскурсовода, группе напротив повезло меньше, все самое интересное на нашей стороне.

Наверное, все смотрели какой-нибудь фильм, где царствующая особа идет по коридору, распахивая бесчисленные двери.

У каждой комнаты свое название, эта, если не ошибаюсь, зал Трофеев.

Один вопрос, как?

Это платье — точная копия настоящего… из бумаги.

Черные вставки в паркете — Железное дерево, редкий сорт, единственный, который тонет в воде.

В каждой комнате под потолком своя история.

GOLD

Если память не изменяет — это Китайская гостиная.

Как и везде, часы идут.

В нескольких последних комнатах, не пострадавших от пожаров во время ВОВ, сохранился оригинальный паркет.

На выходе меня ждал самый большой телевизор в моей жизни. Экскурсовод шутит — это экспонат, чтобы детям было о чем рассказать друзьям.

Под конец программы нас проводят по первому этажу. Здесь постарались отразить, что довелось пережить дворцу во время ВОВ, а так же процесс восстановления. Состояние дворца в настоящее время, это титанический, кропотливый труд талантливых людей, созидателей, русских мастеров.

Фото справа место, где в чаше почивал Купидон (фото выше по тексту).

Руины бального зала.

Дядя с усами Саутов Иван Петрович — бывший директор Гос. Музея-заповедника «Царское село».

Для избраных проводится экскурсия во внутреннем дворе.

Покончив с дворцом, отправились гулять по парку, с целью найти и накормить как можно больше, ну или хотябы одну белку! Удача долго не шла к нам навстречу, но в итоге объекты были найдены и нашпигованы фундуком.

Жрать захочешь и не так раскорячишься.

На прощание с Пушкиным немного произвольных фоток.

Возвращаясь к машине, наткнулись на небольшой музей под названием Конюшни. Внутрь не пошли, удовлетворившись фотосессией у экспозиции.

На живой лошади никогда не сидел, дак хоть на железной.

По дороге в центр заезжаем в шинку, биение руля уже просто зашкаливает, отдаем за балансировку двух колес 700 р. Без комментариев.

А было 17:25.

Чтобы как-то занять остаток дня, решаем посетить Аврору и Петропавловскую крепость.

На Аврору мы не попали, в пять часов она уже оказалась закрытой, посмотрев на цену билета, расстраиваться сильно не стали. Корабль стоит прикрепленный к берегу напротив красивого здания, назначение которого узнать не представилось, но явно относящееся к управлению судами. На пристани уйма палаток с сувенирами соответствующей тематики.

Совсем рядом находится Петропавловская крепость. С трудом найдя место в каком то закоулке, отправляемся к помосту, ведущему на Заячий остров. Впоследствии при исследовании острова была найдена большая парковка, находится здесь.

Из-за холодной погоды, крепость, продуваемая всеми ветрами, показалась нам местом неуютным. К тому же, несмотря на бесплатный вход на территорию, во все постройки вход за билетики, в том числе на обзорную экскурсию. Чтобы посетить все многочисленные экспозиции острова на одного человека надо тысяч пять.

Побродив без особого энтузиазма и пофоткавшись, стуча зубами, ретировались в спасительное тепло машины. Совет: отправляясь в Питер, берите с собой теплую куртку.

Мрачно, ничего не скажешь.

Чтобы вписать конструкцию собора в объектив, пришлось отойти через всю площадь

Верхушка шпиля собора, для масштаба техническая лесница.

Ага, а вот и та самая парковка найдена.

Похоже, где-то там каждый полдень стреляют из пушки.

Отметка та примерно на уровне моих глаз, однако.

Вид с набережной крепости. Выйдя из арки и увидев облако, я поначалу принял его за ядерный гриб.
В голове пронеслась мысль: «Сейчас тебе будет сюжет книги в натуре».

Хоть где-то ракетки еще остались.
На подходе к мосту сбавляет ход и ложится на воду

Я бы сказал, что у капитана кое-что должно быть из стали.

Вид на Заячий остров с Артелерийского острова. Сплошные острова, блин.

Эх, как жаль, что не попал в музей артиллерии.

Я не устану повторять, в Питере самое красивое небо.

Еще одна удачная имитация.

А дальше была дорога домой. Уставшие и довольные, мы катались по городу, фоткая на ходу интересное, но я не буду загружать читателя этими фотками… или все-таки загрузить?

Памятник императору Николаю I.

Россия. Всего лишь, девочка едет на своей лошади в булочную.

Питер, день 7

С первого дня пребывания в Питере я не мог заставить себя не считать дни. В Пермь возвращаться совсем не хотелось.

Погода совсем разладилась, поэтому мы достали из рукава козыри — объекты, посещение которых не зависит от погодных условий.

Первый пункт программы был метрополитен. За всю неделю так ни единожды в него и не спускались, не считая его верхних элементов, подземных переходов под проезжей частью. Для Нади это было первое посещение метро, и на ее лице было написано все, что она думает по этому поводу. Мне доводилось бывать пару раз в Москве, правда, давно, но все равно немного нервничал.

На улице шел дождь, и было холодно. Одев на себя все, что есть, доехали на машине до метро Московская — станция, с которой началось путешествие в книге. Припарковавшись сфоткал машину, на душе было неспокойно так надолго оставлять ее на улице. Бежим по лужам в спасительное лоно метрополитена.

Подземелье встречает теплом, в течение спуска вниз переходящим в жар. Интересно, зимой так же? Не хотелось бы оказаться тут в шубе.

Створка гермодвери.

Вот ты какая, станция «Московская».

Отсутствие перрона стало для меня сюрпризом. Нет, я конечно видел в фильмах, что в других странах есть станции с дверными проемами, напротив которых останавливаются двери поезда, но не думал встретить их в Питере. Интересно, случалось ли, что машинист промахивался или есть какая-то автоматика? Станций подобного типа, похоже, не так уж мало, потому что за наше короткое путешествие в подземке видели мы их достаточно. Безусловно, станции без перрона безопасные, но это уже не метро, а какой-то лифт.

Вы вниз?

А вот это настоящее метро…

…с его шумом и запахом

Миновав пару станций из книги, по синей ветке добрались до станции Невский проспект и вышли на ней.

Станция «Невский проспект»…

… адски глубокая

Выбравшись из подземелья, по навигатору отправились к цели нашего пути, Русскому музею. Особого энтузиазма я не испытывал, за все эти дни с меня хватило старины, и я настраивал себя на терпение к желаниям любимой половинки. Мои приготовления не понадобились, т.к. музей оказался весьма интересным местом, даже для такого, как я. Поплутав немного из-за проделок навигатора, таки вышли к музею.

Сам музей представляет из себя комплекс сооружений, находящихся в разных местах города. По этому поводу на официальном сайте, есть запутанная информация, которую лично мы долго не могли понять. Может, кому-то будет полезна расшифровка. Главный корпус музея — это Михайловский дворец, к нему пристроен Корпус Бенуа, оба расположены по одному адресу: площадь Искусств. Так же есть Михайловский замок, он же Инженерный, находится позади Главного корпуса. Еще есть Строгановский и Мраморный дворцы, находятся в пределах пешей досягаемости от главного корпуса.

Мы ограничились посещением главного корпуса, он очень большой и в нем много редких и интересных картин. Обязательно арендуйте электронного гида, внешне он похож на старый мобильник. У каждой картины висит номер, набираете его в гиде и вам выдается аудиорассказ. Причем не просто факты сухим текстом, для каждой картины своя профессиональная актерская постановка, с музыкой, все как положено. Для меня стало открытием, что я могу просто стоять минут 20 около картины. Напротив самых серьезных произведений установлены скамейки, чтобы ценители могли часами предаваться зрелищу.

Русский музей, главный корпус, на заднем плане маячит «Спас На Крови».

Потолок над центральной лестницой.

Потолки — основные элементы роскоши залов.

Айвазовский, единственный, чьи картины я уважаю с детства.

Кто-нибудь знает, что на картине есть корова? А она там есть, спасибо электронному гиду.

Поражающий размером холст «Последний день Помпеи» 1833 г.(!) Стоя рядом с такими шедеврами, я понимал, что сам, наверное, квадратного сантиметра не нарисовал бы.

«Медный змий», картина с интересной историей.

Испытание силы Яна Усмаря, 1796 г. По легенде, руский кузнец в рукопашной борьбе с быком победил его, содрав шкуру,

тем самым выиграв спор и предотвратив кровопролитную битву с печенегами.

Знаменитый Шишкин, «Корабельная роща» 1898 г. Кому не ясно почему корабельная —, из стволов сосен делали мачты.

Куинджи, «Ночное». Красками, как?

Куинджи, «Лунная ночь на Днепре», когда-то эта картина произвела настоящий фурор, и теперь стоишь подле нее с вопросом — как, черт побери?

Поленов «Христос и Грешница» 1888 г.
Описание этой картины врезалось в память навсегда.
Вкратце, толпа обвиняет девушку в блуде и хочет побить ее камнями,
Христос говорит им: «Пусть первый бросит тот, кто сам без греха»,
толпа расходится.

Картины Верещагина, пожалуй, самые жесткие, это всегда горы трупов или горы костей.

Закончив с главным корпусом, через переход попадаем в корпус Бенуа. В нем представлены различные экспонаты искусства, а также мазня, по-другому эти модерн картины вроде и не назвать.

Резьба по слоновой кости.

Чудо-юдо рыба-кит, 1947 г.

Тот самый Малевич, висит, как и положено, в самом дальнем углу выставки, рядом красный квадрат и круг.

Закончив с осмотром музея, присели отдохнуть на лавочку. Ноги ныли от твердых плоских кед, спина болела от многочасового стояния, идти куда-либо совершенно не хотелось, перекус лишь усугубил ситуацию. Волевым усилием поднявшись, ступая через боль, мы двинулись на выход.

Дождя на улице не оказалось, что было уже хорошо. Немного прогулявшись по Невскому проспекту, спустились в метро.

В здании справа, офис контакта, не хилая, должно быть, аренда.

Спустившись в метро ст. Невский проспект, едем до ст. Технологический институт, на которой делаем пересадку на красную линию. Во время перехода между линиями к нам подваливает пьяное тело и начинает выяснять, как ему проехать куда-то там, говорю ему наобум направление, тело не согласно и заявляет, что туда его уже посылали. В это время из-за угла вываливается гоп компания, натуральные скины, в берцах, лысые, побитые и ужаленные. Признав в теле знакомца, начинают на всю станцию приветствовать друг друга исключительно матом. Мы под шумок утекаем. Неприятный момент был, первый и единственный за все пребывание.

Снова садимся в поезд. На этот раз цель посетить две станции из книги.

Станция «Кировский завод».

Через рельсы прямо к стене тянулись деревянные мостки, исчезая в просторном прямоугольном проеме. Декоративная панель, закрывавшая вход ранее, за ненадобностью валялась на путях. («К свету»)

Станция «Автово».

Глеб украдкой оглянулся, но не смог рассмотреть детали погруженной во мрак станции. «А Палыч рассказывал, что она самая красивая…» — пронеслась запоздалая мысль. («К свету»)

Станция действительно отличается от других, виденных нами ранее, например, колоннами…

…отделанными стеклом.

Вернувшись на станцию Московскую, вышли на поверхность, с облегчением обнаружив, что за время нашего отсутствия, никто на машину не покусился, а даже наоборот нарисовался кавалер в виде черной мазды второго поколения. Бухнувшись на сиденья и блаженно вытянув ноги, покатили домой приходить в себя, ведь вечером предстояла еще одна интересная вылазка.

Кто был в Питере и не видел, как разводят мосты, в Питере не был. Наш верный проводник Анатолий был очень любезен, выделив нам время, и составил компанию.

Мосты разводят по графику, который можно найти в интернете, но доверять ему не стоит, например, в нашем случае мосты развели раньше, поэтому мы прозевали самые большие мосты, но обо всем по порядку.

Красными точками я выделил разводные мосты. Самый нижний мы так и не увидели, поленились ехать,
а мост в нижнем углу справа — тот самый, по которому мы впервые въехали в город.

15 августа, четверг, полночь, мы выдвигаемся на машине в район Дворцовой площади. Несмотря на время на улицах пусто, виной тому погода, она издевается над нами, посылая холодный ветер и временами дождь.

Невский непривычно пуст.

Паркуемся рядом с Адмиралтейством и занимаем позицию на набережной. Первый по графику Благовещенский мост. В положенное время он открывается. Судя по всему, пролеты весьма длинные, но из-за расстояния выглядит не очень эффектно.

Самый главный Дворцовый мост, к сожалению, на ремонте, во время нашего прибытия мы видели его закрытым и разобраным. В последний день он все еще не работал, но находился в поднятом состоянии, поэтому мы смогли насладиться его красотой вблизи, проезжая мимо по направлению к следующему по графику мосту.

Корабли так забавно, шустро сигают один за другим в образовавшиеся проемы.
Вполне уместно было бы от них слышать крики «Ура!!!»

Что-то мифическое в этом есть. Бесшумные движения темных, огромных силуэтов, сквозь спящий город.

А потом все пошло наперекосяк, мосты начали открывать раньше, и мы пропустили подъем мостов с самыми большими пролетами, которые к тому же можно наблюдать с близкого расстояния. Пытаясь успеть к следующим мостам, мы пронеслись мимо уже поднятыхТроицкого и Литейного мостов.

Троицкий мост.

Непривычно как-то видеть дорогу в такой плоскости.

Литейный мост.

Понаблюдали со стороны за открытием Большеохтинского моста. Его пролеты показались похожи на манипуляторы, которыми отбиваешь шарик в игровом автомате.

Единственный мост, на который мы успели, был мост Александра Невского. Так как мост довольно высокий, то пролеты пожалуй самые маленькие из всех. Топать к ним по мосту пришлось тоже прилично, хотя можно было просто на машине проехать.

Успели впритык. Все происходит очень быстро. С обеих сторон выстраивают ограждения, мост начинает подниматься, когда еще не поставлено последнее. Какой-то мужик на аудюхе упрашивал его пропустить, когда уже было видно, что поздно… суровые парни. Мост поднимается медленно и величаво, вода красиво стекает по нему. Поднимается безшумно, провода, как у кран-балки, скатываются на кольцах в тупики.

На память.

Когда шли обратно, этот нехороший пароход совершенно неожиданно сбросил якорь с таким умопомрачительным грохотом, что я чуть с моста не прыгнул, думал, рушимся, сфоткал его в отместку.

Когда спускались с моста, вдруг зарядил такой ливень, что никакой зонтик не помог, стоило добежать до машины — он прекратился. Питер, ты весь в этом.

Все, конец. Едем домой, спать. Грустно.

Дорога домой

«ЮГ»
Питер—Великий Новгород—Тверь—Москва—Владимир—Нижний Новгород—Казань—Очер
2120 км

«ЮГ» День 1 (Судная ночь)

Встав пораньше, собрались, перекусили на дорожку. Ровно в 9 часов явился хозяин квартиры. Уже с пакетами, с новым постельным бельем для следующих постояльцев. Попрощавшись с ним и нашим убежищем, к которму мы уже успели привыкнуть, вытряхнулись на улицу. Все вещи я заранее стаскал и уложил, в навигаторе проложен путь до первой контрольной точки Великого Новгорода.

Из города выдвинулись не сразу, Надя напоследок попросила заскочить в книжный магазин. Погода хоть и не жаркая, но зато сухая, издевательски светила солнцем. Стоит ли говорить, что атмосфера на борту стояла грустная. Уезжать из Питера не хотелось так же сильно, как не хотелось возвращаться домой. Волшебная сказка кончилась и оставалось утешать себя только предстоящим путешествием и новыми открытиями.

На самом деле, вспоминая сейчас дорогу в первый день «Юга», не могу припомнить ничего интересного. Дорога как дорога, вполне ровная, со средним трафиком. Фоток дороги по «Югу» практически нет, подустали, приелось, да и фоткать особо нечего было.

При въезде в Великий Новгород попали в мощнейшую пробку на какой-то длиной прямой улице. Казалось, что эта улица идет через полгорода, качая левую ногу, я проклинал конструкторов мазды. Наконец достигнув центра, не без труда находим, куда припарковаться. Парковки в чужом городе ну крайне неприятное занятие.

Что можно смотреть в Великом Новгороде? Конечно же, Кремль, чем собственно и занялись.

Великий Новгород один из старейших городов России, 1156 лет.

Новгород не подвергся монгольскому нашествию, хотя и платил дань.

На аллее перед кремлем разбит мини зоопарк, удав перемещается без каких-либо жестких ограничений.

Вход, на удивление, бесплатный.

Увидел это — сразу вспомнилась обложка учебника истории.
Памятник тысячелетию России, 1862 г.

Софийский собор, дата постройки 1050 г.!!!

На стене собора табличка.

Я так понял, что это старая кладка.

р. Волхов.

И тут декорации! Даже издалека понятно, что не настоящий, т.к. стоит между двумя мостами, пешеходным и автомобильным.

Горожане отдыхают на зеленой травке под стенами самого древнего защитного сооружения Руси.

Рядом расположен комплекс, посвященный ВОВ.

Подъем к скульптуре никак не ограничен и край платформы тоже, лететь высоко, метров 30…

Обходим кремль по часовой стрелке, замыкая круг исследования.

Великий Новгород нам понравился, своим теплом и солнцем, настоящей древностью и Русской историей. Мы прощаемся с ним, впереди еще путь до Твери, где по расчету нужно обрести ночлег. И мы обретем его, но не так просто как хотелось бы.

Редкие фото дороги.

Смеркается.

И еще смеркается.

Прикольный такой туман на полях попадался, удачно сфоткать, к сожалению, не получилось.

Стемнело, я думаю, примерно под Вышним Волочком, это чуть больше половины пути от Новгорода до Твери, т.е. оставалось еще около 200 км проехать в темноте. Благо на всем пути до Москвы много участков с разделительным барьером и освещением. Необорудованные тоже были, и это было испытанием для глаз, т.к. света у мазды просто нету.

Вот мы и подошли к моменту, на котором я бы хотел заострить внимание. Собираясь в дорогу домой и вспоминая, как меня плющило в начале « Севера», я предусмотрительно затарился тремя поллитровыми банками Adrenalin Rush, тем самым подписав себе приговор. Уютно устроив пару из них в подлокотнике, я был совершенно спокоен относительно проблемы засыпания за рулем и при первых проявлениях сонливости воспользовался заначкой. Довольный собой, попивая приятную жижу, я крался в темноте, а когда выходил на свет, выжимал до 120 по отличной ровной дороге. Как сейчас помню, показалось мне тогда, что эффекта никакого от этой гадости нет, и я высосал полностью одну банку.

Судя по показаниям навигатора, Тверь приближалась, и я стал готовиться свернуть к ночлегу. Однако местность пошла нелюдимая, сплошной лес. В первом попавшемся отеле нам предложили только подселение, мы отказались. Дальше попался еще один мотель. И тут меня память подводит, почему-то мы к нему не свернули, то ли я его не заметил, то ли он нам не понравился. Доехав до развилки на Тверь и на объездную, свернули в сторону города. На навигаторе маячили несколько отелей в пригороде. Въехав практически уже в сам город, останавливаемся по нужному адресу, иду на разведку, мест нет. Думаем, вспоминаем, что после развилки в паре километров на встречке был отель, показавшийся очень дорогим. Решаем вернуться, черт с ним, заплатим дороже, устали сильно и хотели спать. Отмахав километров 8, вкатываемся на шикарную территорию отеля, в душе нехорошо скребется. Иду на разведку, захожу в дорогущий вестибюль, предстаю на рецепшене в виде полуживого дальнобойщика, выслушиваю цену, что-то невразумительно мычу и удаляюсь. Восемь штук за ночлег мы не можем себе позволить. Сидим, роемся в телефоне, благо есть инет. Принимаем решение вернуться в пригород навестить еще пару мотелей, даже звоним, но трубку не берут. Черт с ним, едем. Приезжаем в какой-то темный двор. Вот дом по нужному адресу, крутимся вокруг него, ни вывески, ни огней, все понятно, короче. По второму адресу нет мест.

Ситуация начинает напрягать. Оба уставшие, я еще держусь, но чувствую, что постепенно накрывает. Посовещавшись, решаем ехать обратно, к тому самому отелю, который был последний перед развилкой. Ехать километров 20, едем. Надя пытается за мной следить, чтобы я не уснул, но временами сама отключается. Я гляжу во все глаза, стараясь не пропустить этот долбанный отель. Добираемся. Опять разведка и жесткий облом, мест НЕТ. Спрашиваю, есть ли где-то по близости хоть какой-то ночлег, любой, самый завалящий. Ответ отрицателен. Возвращаюсь в машину, сидим, думаем. Настроение хуже некуда, на часах второй час. Снова лезу в инет, начинаю пробивать все отели, мотели, гостиницы Твери, тупо по очереди, все, что найду. И судьба сжаливается над нами. В два часа ночи в санатории «Чайка» добрая рука доброй тети снимает трубку телефона и говорит, что места есть и даже двухместный всего за 1700 р.

Я гоню. Гоню 120-140. Мыслей никаких нет, нет ни чувств, ни эмоций, просто, как робот, управляю машиной, держа на плечах что-то, когда-то бывшее головой, но теперь по ощущениям напоминающее кусок свинца с двумя болевыми точками вместо глаз. Гоню в третий раз по одной и той же трассе, а потом в пятый по пригороду.

Фото на память о злополучной ночи.

Вкатываемся в Тверь. Я все понимаю, летняя ночь пятницы, но как-то мне совсем не безопасны улицы показались. Подозрительные личности, трущиеся на тротуарах, гоняющие тонированные в хлам пацаномобили, полное отсутствие представителей полиции, повсюду слышатся пьяные выкрики и гогот.

Прибываем в санаторий. Еще не веря до конца, что нас примут, иду на рецепшен и, о чудо, нас заселяют. Правда, территория уже закрыта, и машину придется оставить на заднем дворе. Не беда, думаю я. Пробираясь по темному закоулку, начинаю менять свое мнение. Не иначе отшибом место назвать нельзя. Паркуемся рядом с парой таких же опоздавших, видимо, машин, достаем необходимые вещи, я скручиваю все катушки. Плетемся внутрь, я уже не чувствую даже холода, состояние никакое. Уже у стойки регистрации понимаю, я что-то забыл. Это что-то катушки зажигания, оставленные на бордюре около машины, все четыре!!! Лечу так, будто у меня выросли крылья. Катушки на месте, рядом никого, в голове поток слов, в которых нет ни одного литературного. Возвращаюсь в вестибюль, заселяемся.

Санаторий «Чайка» — это машина времени, переносящая вас во времена Советов. Старые пожелтевшие бланки, талоны на завтрак, меблировка и интерьеры ушедшей эпохи, лифт советской постройки с прямоугольными кнопками, уносящий на 7 этаж два еле живых тела.

Номер простой, но чистый и со всем необходимым. Надя умывается, я сразу валюсь в кровать, предвкушая как сейчас отрублюсь. Лежу и понимаю, что что-то не так. Спать-то не хочется, совсем. Мало того, энергия бьет ключем. Приходит Надя, ложится, выключая свет, и тут начинается. Наступает приход, накрывает так, как никогда в жизни, сознание плющит и разрывает на части, хочется бегать по потолку, скакать, куда-то бежать. Делая неосознанные движения, поворачиваюсь к уже спящей Наде, хочу ее разбудить и что-то говорить, говорить, говорить. Волевым усилием беру себя в руки, отворачиваюсь. Сердце долбит, как отбойный молоток, проламывая грудину, становится хреново, как при очень низком давлении, все плывет, тошнит.

В эту ночь я так и не уснул, только под самое утро на несколько минут провалился в полузабытие, ворочаясь на взмокшей от пота простыне. Так хреново мне, пожалуй, еще никогда не было. Сердце сильно давило, и я очень боялся склеить ласты, боялся скорее не за себя, а за Надю. Совершенно неприемлемо было оставить ее совсем одну в чужом городе, с таким сюрпризом в постели.

Существует ли что-то, более мотивирующее, чем страх? Что-то, способное так же сильно влиять на наши поступки? Чем страх является для каждого из нас? Он изменчив и многолик. Изобретателен и хитер. Зачастую страх творит с нами странные вещи. Заставляет плакать и смеяться, покоряться и предавать, ненавидеть и стыдиться. Огульно называя окружающих паникерами, свои эмоции выдавать за разумную предосторожность. Стоит ли стыдиться страха? Бороться с ним? Или, может, потворствовать ему? Страх обладает воистину потрясающей силой. Без него — скучно, а с ним — невыносимо. Он может сделать жизнь серой и неполноценной, а иногда наоборот, яркой и насыщенной. Чем ему являться для каждого из нас — личный выбор каждого. Но есть правило, касающееся всех. Страх не должен становиться частым гостем. Лучше его не приманивать. Не впускать страх в душу. Потому что игры с ним опасны. А ставки в таких играх иногда непомерно высоки. («К свету»)

«ЮГ», День 2

Мало стоит тот, кто никогда не отчаивался. Лишь испытав это гнетущее чувство, можно по достоинству оценить всю прелесть благополучной жизни. Лишь прочувствовав на собственной шкуре удар за ударом, которые судьба обрушивает на нас, дабы испытать на прочность, можно с твердой уверенностью говорить: «Я сильный. Я смогу». Иногда отчаяние толкает на самые неожиданные поступки, но чаще ввергает в пропасть уныния. Потому что показывает человеку предел, предлагая нелегкий выбор — опустить руки и признаться в собственном бессилии либо продолжать мучительные поиски выхода из самых, казалось бы, безнадежных ситуаций.

Такие моменты, моменты отчаяния, для каждого из нас проходят по-разному. Для кого-то бесследно, а кому-то в корне меняют жизнь. Поддаться эмоциям и впасть в уныние проще, но перед этим бывает не лишним чуточку оглядеться. Зачастую мы просто не замечаем тех знаков, что окружают нас, указывая на возможные решения.

Сложно продолжать борьбу с обстоятельствами там, где шансы на победу нулевые. Но гораздо тяжелее жить потом, признав поражение… Сдавшись… Иногда это настолько невыносимо, что жизнь становится нежеланной, теряет смысл.

Оттого отчаиваться опасно, а чаще — просто бессмысленно. Как, впрочем, и жить, не испытав этого чувства. Хотя бы раз. («К свету»)

Утренние лучи солнца осветили город с его нерадивыми обитателями. Природа радовалась новому дню, совсем не обращая внимания на ничтожную крупицу жизни, вышедшую на балкон санатория, чтобы проветрить чугунную голову.

Спустившись вниз на завтрак, выменяли талоны на вполне съедобную пищу. Есть не хотелось, сидеть тоже удавалось с трудом. В таком состоянии ехать я не мог, поэтому вернулись в номер, где я провалялся до трех часов дня, когда немного отпустило.

К вечеру по рассписанию надо было прибыть в Москву. Недолгие сборы. Умываюсь, смотрю на себя в зеркало. Лицо отекло, глаза налиты кровью. Найдя по навигатору аптеку, заезжаем, чтобы купить таблеток от давления. Не знаю, они помогли или нет, но по крайней мере ехать я мог.

Санаторий «Чайка».

Не могу выделить ничего примечательного про отрезок Тверь—Мосва, а может контузия повлияла. Трафик постепенно нарастал, чаще стали попадаться экипажи ППС, вот и все. Ну, еще под Клином фура с пивом перевернулась, раскорячившись по диагонали на дороге, ее спешно разгружали под охраной ЧОПа. Надо же, у кого-то праздникна улице.

Точно не помню где, но задолго до МКАДА мы встали в пробке. Уж не знаю, всегда ли так на Ленинградском шоссе, но мы были в шоке стоять 50 км в пробке.

Сцепление тяжелело с каждым нажатием, благо поток не стоял на месте, а потихоньку двигался, и я пытался катиться на короткой первой, но все равно был страх, что педаль отломится, на форуме я читал, что это не редкость. Такая удобная и комфортная по северному маршруту, мазда обратилась средневековым орудием пыток.

Ученые опытом прошлой ночи, заранее начинаем искать ночлег. Где-то в начале отчета я писал уже, что в больших городах проще искать не отели, а снять квартиру на ночь, по цене то же самое, зато удобнее. До сих пор удивляюсь, как мы тогда до этого не догадались.

В то время, как я сражался с конструктивом мазды, штурман упорно искал в интернете отели, искал долго и упорно, т.к. цены были в среднем вдвое больше наших возможностей. В итоге был найден нормальный отель, не придорожный, за 2700 р. По фотографиям номер очень понравился, созвонившись с отелем и забронировав номер, мы расслабились, и настроение наше повысилось.

В скором времени мы выбрались на МКАД. Меня могут сейчас не понять москвичи. Я понимаю, что человек ко всему привыкает, но. черт побери, когда ты попадаешь первый раз на МКАД, это кажется адом. Это какой-то Нюрнберг, все несутся за сотку, постоянно перестраиваясь без всякого предупреждения. За нашу короткую поездку мы стали свидетелями двух аварий, одна из которых случилась на наших глазах. Из машины, которой въехали в зад, выскочил человек и, зажимая нос рукой, побежал через три полосы к обочине, постоял там пару секунд и побежал обратно, явно в состоянии шока.Как его не переехали остается загадкой.

Попадая в Москву, у провинциального жителя первые ассоциации такие: большой, большие, много и т.д.

Зазевавшись, чуть не проскакиваем нужный съезд. Пытаюсь перестроиться в крайний правый, никто не пускает. Поток идет в хорошем темпе, тормозить значит подставить зад. В последний момент, улучив небольшое «окно», через полосу ныряю в отворот. Надя в Москве первый раз, я третий и первый за рулем. Едем, глазея во все стороны сразу, размах улиц поражает.

От МКАДа до отеля добирались не долго, поддавшись чувству благодарности к машине, сворачиваем на автомойку и почти сразу жалеем об этом. На ее территории число славянских представителей равняется ноль целых ноль десятых. Я не расист, но неуютненько себя чуствую в определенных слоях населения. Машину не мыли с самого начала путешествия, поэтому ребятам пришлось повозиться с мордой, удаляя остатки насекомых, небольшая часть которых, а точнее пятна, так и остались. Не задерживаясь ни секунды под неопределенными взглядами южных людей, мы покидаем это место.

Та самая мойка. Пожилые сидят на лавочке и режутся в какую-то игру, молодые поджарые работают, как пчелы,подгоняемые окриками, более уместными на римских галерах.

Увидел отель, а точнее гостинничный комплекс «Измайлово», а это был именно он, в голову полезли нехорошие мысли «а не слишком ли круто для нас». Предчувствие меня редко подводит, и оно оправдалось сразу же при въезде на территорию комплекса. Стоимость стоянки даже при условии, что ты клиент, 400 р. сутки! Деваться некуда, заезжаем.

Между прочим, комплекс был построен для обслуживания XXll Олимпийских игр, проходивших в Москве в 1980 г.

Состав комплекса: пять тридцатиэтажных(!), идентичных по планировке, жилых корпусов общей вместимостью 10000 мест— Альфа, Бета, Вега, Гамма и Дельта. Наш был Бета.

Припарковавшись, иду на разведку, стоило мне войти в вестибюль, понимаю, как мы попали. Тупость и комичность ситуации несомненно позабавила бы меня в другой раз, но к вечеру опять поплохело. Сердце сдавило, голова налилась свинцом. Наверное, я был похож на персонаж голливудского фильма, какого-нибудь бродягу, случайно попавшего на званый прием, стесняющегося своего вида и не знающего, что делать с тремя вилками. Стоя посреди красивого сверкающего вестибюля, в своих стоптаных кедах, шортах и несвежей майке, с помятым лицом и красными глазами, я смотрел на людей в опрятных, дорогих одеждах, спокойно стоящих в очередях у стоек регистрации или сидящих в креслах. Их жизнь казалась такой безмятежной.

Отстояв недолгую очередь, я предстал на рецепшене. Надо отдать должное профессионализму сотрудников гостиницы, которые не дрогнули ни одним мускулом на лицах, узрев меня.

А дальше был цирк. Представившись и назвав бронь, я получил ответ, что она не действительна. Начали разбираться, выяснилось, что номер телефона, по которому мы звонили, не их, но гостиница действительно эта. Не знаю, чем бы закончилось это представление, скорее всего скандалом с моей стороны и последующим инфарктом, если бы не старший администратор, который вышел на шум т.к. я уже начал бузить.

Оказывается, в этой самой гостинице, есть какая-то контора, которая продает номера на определенных этажах, продает действительно не очень дорого, т.к. узнав цены на рецепшене, я чуть там же и не слег. От пяти тысяч за эконом класс, а мы забронировали бизнес за 2700.

Короче, отправился я на этот этаж, в контору, выяснять отношения, но в лифтовой меня остановил строгий охраник, потребовав пропуск, пришлось идти обратно на рецепшен выписывать пропуск. Поднявшись на этаж и еле найдя нужную дверь, я приготовился войти и разнести за ней все к чертовой матери. Зайдя, я понял, что ничего разносить тут не буду, ибо бесполезно. В маленьком офисе, за столом сидела натуральная блондинка, в полной боевой выкладке, слои штукатурки, накладные ресницы, туфельки, колечки, цепочки. Тыкаясь безразмерными когтищами в свой айфон, она лениво посмотрела на меня: «Аааа… это вы звонили снизу, ну проходите..». Посмотрел я этой кукле в глаза и понял, что все мои проблемы и переживания ей до одного известного места. Слава богу, разобрались, что к чему, и мы не будем спать с Надей на улице, а выяснять, почему было не объяснить по телефону схему заселения я не стал, по причине безрезультатности.

А потом я чуть не откинул копыта в лифте. Дело в том, что здание оборудовано скоростными лифтами, которые перед остановкой на нужном этаже очень резко замедляюстся, вызывая неприятные ощущения в животе и голове. В момент, когдя я спускался на первый этаж, сил уже совсем не было, держался из последних сил, чтобы не потерять сознание. Сам не знаю, как тогда не упал, когда лифт начал гасить скорость перед остановкой, в глазах помутнело, тело чуть не швырнуло на пол. Помню, как скользили потные руки по гладкой нержавейке поручня, отчаянно стараясь удержаться за него. Печатая эти строки и вспоминая, даже дурно стало.

Отстояв снова очередь на рецепшене и оформившись, т.к. у куклы нужно было только отвалить денег, я наконец вывалился на свежий воздух. На улице к тому времени уже стемнело. Надя умница, сидела в машине и ждала меня. Телефон мой некстати разрядился, и она безусловно переживала, но не стала никуда уходить меня искать и поднимать панику. Фоткаю на память машину и гостиницу.

Навьюченные пакетами и сумками, мы, как какие-то цыгане, прошмыгиваем к лифту и уносимся на 25-й этаж. Зайдя в номер, понимаю, все пережитое, того стоило. Он шикарен, никогда не доводилось ночевать в таком помещении. Через какое-то время гаснет свет, толчемся в темноте, вспомнив один фильм, вставляю ключ-карту в блок у входной двери.

В номере есть все, что необходимо. Трехспальная кровать, на которой можно при желании и вчетвером уместиться. Комплект белья немного странный, два маленьких одеяла. Надя сказала, что это европейский вариант, теперь мне понятно, почему у них столько голубых. В ванной полный набор, дальше некуда, есть даже одноразовые бритвы, фен, пара халатов и три пары полотенец! В наличии так же имеется кондей, телевизор и вафля. На журнальном столике пакетированные чай и сахар, кипяток нашелся в общем коридоре. В шкафу- купе обнаружился даже сейф. Обживаем помещение, немного фоткаю.

Парковка перед «Альфой», справа виден кусок здания метро «Партизанская».

Измайловский парк, огромный участок зелени, который несомнено выступает в роли легких города.
Интересно, почему до сих пор не застроен?

Обустроившись, решаемся на вылазку на улицу. Нужно купить еды и посетить аптеку. О том, чтобы питаться в местном ресторане вопрос даже не рассматривался.

Увиденное на улице произвело отрицательное впечатление. Огороженный забором со стороны Вернисажной улицы, в комплекс имеется свободный доступ со стороны Измайловского шоссе, непонятно. У обочин толкутся таксисты, рядом с метро различного рода забегаловки и киоски, везде только южные братья. Их более успешные сородичи вальяжно и медленно расскатывают на дорогих машинах, явно стараясь быть замеченными.

В небольшом кустарнике бомжи жгут костер, то ли греются, то ли жрать готовят, они же кое-где валяются явно от алкогольной или иной усталости. Один довольно удобно разместился прямо на бетонном паребрике периметра комплекса.

Все это выглядит дико на фоне иностранцев. Навстречу нам попалась стайка молодых девушек, лепечащих на английском, когда они проходили мимо нас, до меня донеслась фраза, которая переводится как «О боже, мы попали в ад». Грустно.

Вернувшись в номер, мы подкрепились чем магазин послал, я принял снотворного и легли спать.

«Юг», День 3

Продолжаю писать отчет, лежа в больнице. Уже почти год прошел, а я все никак не закончу, то дела, то просто нет мотивации. Совет себе и всем на будущее, не ленитесь, пишите отчет волевым усилием сразу после путешествия, пока свежи все воспоминания. Если б не больница, думаю, никогда бы не закончил.

Итак, третий день дороги домой мы полностью провели в Москве. Передвигались на метро, желания брать машину не было абсолютно.

Для начала посетили Третьяковку, где Надя, была счастлива увидить вживую картины любимого художника Шишкина. Затем прибыли на Красную площадь, как же без нее. Наде было интересно ее посмотреть т.к. была в Москве впервые, я вообще никаких эмоций не почувствовал, третий раз в жизни ступая по мостовой.

Затем мы отправились на Поклонную гору. Лет 10 назад я уже бывал на ней и исследовал огромный музей ВОВ, вторая экскурсия, конечно, уже не была таким откровением, но все равно я как человек увлекающийся военной историей с удовольствием походил по экспозициям.

К вечеру усталосьть ног достигла своего максимума. Ступни стоически терпевшие тяготы движения в кедах, сдались и выдвинули протест в виде болей в точках опоры. Мучительно дались лестницы в метро, никогда не думал, что ступни могут так болеть.

Вернулись в отель, там нас ждал «сюрприз». Усталых, еле держащихся на ногах, нас не пропустила охрана. Одной ключ-карты охраннику оказалось недостаточно, оказывается, пропуск должен быть оформлен на каждого проживающего. Т.е. я вчера оформил номер только на себя, а ничего то, что нас дважды пропускали без проблем?

На рецепшене ждал сюрприз №2. Дело в том, что по правилам серьезных отелей регистрация проходит в 12 часов дня, это значит, если ты заехал в 19:00, ты платишь цену за сутки и на следующий день в 12:00 надо платить снова.

К своему стыду, я этого не знал, так как мой опыт отношений с подобными заведениями ограничился тем опытом, который получил в дороге, там в придорожных ночлежках сутки считаются с момента твоего въезда.

В то время, как мы мирно гуляли по городу и ничего не подозревали, в нашем номере побывали сперва уборщица, затем администрация, с целью выселения. Все дело закончилось тем, что пришлось оплачивать еще одни сутки, чтобы не платить штраф. Непредвиденные затраты и задержка пути компенсировалась еще одной ночью в шикарном номере.

Спорный момент доступ уборщиц в номера. А если у меня на кровати чемодан с деньгами в раскрытом виде?

Фотки Москвы в отчете использовать не буду, ничего нового не увидите на них. А вот любителям истории могут быть интересны экспонаты музея Поклонной горы, самые интересные на мой взгляд прилагаю.

«Юг», День 4

Москву покинули без всякого сожаления. Выбравшись на М7, без помех достигли одного из старейших городов Руси. Первое упоминание о Владимире относится к 990 г.

Золотые ворота.

Успенский собор.

Площадка перед соборами, туда вдаль мы отправимся по М7. Ваш покорный слуга разминает седалище для профилактики различных заболеваний.

Красивая машина? ДА. Большая, удобная? ДА. Подвеска комфортная? ОЧЕНЬ. Едет? СОВСЕМ НЕ ЕДЕТ. Как трансмиссия? «ЦЕНЗУРА».

Памятник дворнику во Владимире. Мужик не брезгует брать в руки каку.

Прощай, Владимир.

Прости, Надюша, я знаю, она тебе нравилась…

Снова дорога, хорошая дорога

Вот такая Иришка, уехала от меня играючи, очередной позор, мазда.

Нижний Новгород прямо по курсу.

Так уж получилось, что прибыли мы в Нижний довольно поздно. Теплые оттенки летнего вечера наложили приятный отпечаток на ощущения от посещения города. Однако стоит заметить, что через месяц я вновь оказался в этом городе и смог рассмотреть его с другой стороны. Все как везде, пробки, плохие дороги.

На въезде в город, здание, отлично подходящее для урбанизма.

Что мешает в Перми сделать что-то подобное? Ответ — всем на все пофиг, лишь бы в карман сложить побольше.

Я обожаю фото в режиме заката.

Во время войны город носил имя Горький. Всем известна марка ГАЗ.
Внутри кремля представлены образцы выпускаемой в военное время техники.

Бестолковый маздовский свет.

Побольше фонарей! Маздай «плывет»!

С предвкушением ночной поездки, в полночь покинули Нижний. Хочу заострить внимание читателя, после Нижнего ночлега единицы. Всего 2-3 хостела (клоповника), по бешенным ценам и без наличия свободных мест. Это же касается заправок. Сплошной лес по обеим сторонам, с редкой цивилизацией. Нашли пристанище в безизвестном хостеле, со спартанскими условиями и отвратительным, но при этом дорогим кафе. Предпоследний день путешествия был завершен.

«ЮГ», День 5

Последний день путешествия начался со штрафа за превышение скорости. Эх, а так хотелось доехать вчистую. Долбаный хостел находится в городской черте, понять это, глядя по сторонам, невозможно. Выехав утром, я, естественно, думал, что нахожусь на трассе. Ныряем стайкой машин под горочку, а наверху нас всех дружно принимают. Настроение испорчено, едем дальше.

Въезжаем в Татарию. Как обещал интернет, дороги в республике образцово показательные, но использовать их потенциал не дано, количество камер и их способы установки бьют все рекорды.

За этим снимком пришлось на пузе ползти черепахой через поле.

Просто во дворе.

Необычное красивейшее здание, управление чего-то там по землям.

Не дома, а замки, чтоб я так жил.

Набережная настолько новая, что повсюду валяются изоляционные трубки проводов.

Вид с одной из башенок кремля, подъем на башню, разумеется, платный.

За оградой дворец президента.

Казань взяли, едем дальше.

Казань произвела приятное впечатление, чисто, красиво, старых домов очень мало. Застройка редкая и низкая. Кстати, около кремля проблема с парковкой.

Подкрепившись в закусочной, садимся в машину, впереди последний рывок, никаких остановок до Очера.

Время было около 16:00, решено было ехать до упора, хоть в ночь, не привыкать поди.

Закат путешествия.

Очень хотели сфоткаться у этой стелы, но она была занята и решили не терять времени.

Последний отрезок дался тяжело, много пришлось проехать в темноте. Кое-где 40-60 км/ч, мой комплекс лосей, говорят, у них гон в это время.

Особенно запомнился отрезок где-то под Ижевском, нормальный такой отрезок, с новым, еще темным асфальтом, который плохо видно в темноте. Разметка на этом участке абсолютно отсутствовала. Ощущение в эти моменты такое, как будто-то ты в космосе. Ехал просто по наитию, по каким-то теням и образам в сплошной тьме. В довершение всего сзади нарисовался автобус, который довольно долго сильно слепил меня, медленно догоняя. Это была самая тяжелая ночная поездка в моей жизни.

В два ночи прибыли в Очер. Когда вышел из машины, меня долго шатало, как нетрезвого матроса во время бури. Так закончилось наше путешествие-приключение по матушке России.

Большая у нас страна, чего уж там. И везде живут люди, много людей. Живут по разному, кто-то в селах еле концы сводит, а кто-то не знает, куда деньги девать, с жиру бесится. Столько судеб, столько жизней.

Через несколько дней мы вернулись в Пермь. Проезжая Камский мост и наблюдая до боли знакомый серый город, хотелось выть от тоски…

P.S.

Наконец я закончил свой отчет. Даже не знаю, что было сложнее, ехать или писать. Может быть, не все в нем получилось, как я хотел, многое забылось, да и не передать столько впечатлений. Но я очень рад, что сделал его и буду еще больше рад, если кому-то будет интересно его прочитать, а может, даже в чем-то поможет.

В заключение я бы хотел обратиться к тем читателям, которые планируют свое первое автопутешествие, но не решаются воплотить его в жизнь по каким-либо причинам. Не надо бояться, все тщательно планируйте и, если вам нравится дорога, отправляйтесь в путь.

Путешествие — это лучшее, что может быть в жизни, а первое путешествие — оно самое интересное, самое волнующее, это обязательно нужно почувствовать.

Я точно знаю, что это не последнее наше путешествие, может быть, пройдет много времени, но я снова отправлюсь в путь, с любимой женой, а так же еще одним маленьким пассажиром, которого впереди ждет большая дорога под названием Жизнь.