Путешествие из Читы в Грузию и обратно. Май-июнь 2014 года

07.08.2014 | 24286 просмотров

(Написано женой с моими дополнениями. Букв много, но в конце есть Итоги.)

Поездку в Грузию начали прорабатывать практически за год. Подбили к этой авантюре еще друзей из Приморья. Муж (он, кстати, и был идейным вдохновителем всей этой авантюры), прикидывал маршрут, читал отзывы, составлял список того, что нужно взять с собой и список мест, которые обязательны к посещению, в общем, практически всю организацию поездки взял на себя. В целом, на выходе получилось: 28 дней, 2 семьи (наша — я, мой супруг Максим, сын Данил 10-ти лет и дочь Наташка 5-ти лет и семья друзей: Фёдор, Ольга и их дети Игорь 12 лет и Иришка 4,5 лет), 2 машины (наша — Mitsubishi Pajero 1996 и друзей — Toyota Wish 2010), предварительно до Грузии 7,5 тыс. км от Читы (для нас) и 10 тыс. км от Лучегорска (для друзей), и изначальный маршрут: Чита—Слюдянка—Тулун—Красноярск—Новосибирск—Челябинск—Самара—Волгоград—Владикавказ—Грузия. Решили, что до Новосибирска будем останавливаться у родственников и знакомых: Слюдянка, Тулун, Красноярск, Новосибирск, Челябинск, а дальше снимать квартиры. Но палатки и спальники на всякий случай взяли: спальники пригодились, палатками ни разу не воспользовались. Еще решили, что харчеваться по пути туда в придорожных кафешках не станем, а будем готовить самостоятельно из соображения экономии денежных знаков.

Запаслись из полезных гаджетов — навигатором, регистратором, антирадаром, инвертером для зарядки от прикуривателя и разветвителем с usb-выходом, МТС-модемом, парой нетбуков, планшетом (для игрух детям), пожалела, что не взяла dvd-проигрыватель и psp (для развлекалки детям нужно брать ВСЁ!). В качестве основного продуктового набора взяли 20 банок тушенки, полмешка картошки, сухих быстрозаварных каш, пару килограммов рожек и гречки, конфеток типа «Взлетной» для спасения от скуки и засыпания в авто, ну и того, что было наготовлено дома для выедания в первые дни пути (3 больших пиццы и не считано котлет). Из набора туриста прихватили газовую печку с n-ым количеством баллонов, пару котелков, палатку, спальники, туристические табуретки, стол брать не стали, так как его взяли друзья-компаньоны по поездке. Еще был дорожный холодильник. Из одежды — самое необходимое в Грузии (шорты там, купальники, маечки))), ну и пуховички забросили… так, на всякий случай: хоть и конец мая, а ехать придется через всю Сибирь и Урал, здесь конец мая совсем не означает начала лета.

По машине: перед поездкой Паджерика продиагностировали и прошприцевали; масло не меняли, так как был запас, как раз доехать до Грузии. Масло и фильтры на замену купили в Чите, чтобы поменять перед границей. Плюс с собой взяли запасные ремни на генератор (не пригодились) и присадку в топливо (пригодилось в Калмыкии и Дагестане). Аккумуляторы были свежие, поставили новые осенью. Генератор отдиагностирован был заранее, меняли по весне интегралку. В целом, в машине были уверены полностью.

Расходы перед путешествием:

• диагностика машины + масло и расходники в дорогу — 12600 руб.
  • гаджеты и полезное оборудование — 10200 руб.
  • продукты в дорогу — 3000 руб.

26 мая 2014 года. Чита — Слюдянка (996 км).

Выехали из Читы в 7:30 утра. Первая остановка была запланирована в Слюдянке. Предполагаемый пробег в пределах 1000 км. В принципе, по Забайкальскому краю от Читы до Петровского Завода дороги вполне сносные. Жуткий участок в районе Бады отремонтировали. Однако, в районе озера Арей всё еще плохо. Но надежда есть, так как с дороги сняли асфальт, и ремонт идет полным ходом. Лучше заправляться до Бады, так как от Бады до Бурятии будут заправки только Петровскнефтепродукта, а у них ценник далеко не пролетарский.

Главный вдохновитель путешествия.

Друзья.)))

Про Бурятию писать особо нечего. Всё как обычно в Забайкалье: сопки, голубое небо… красиво.

Останавливались на завтрак, обед и на фотосессию на Селенге — хотела сделать пару кадров, но пришлось задержаться, так как дети решили штурмануть сопку.

Долина р. Селенги.

Как обычно, взяли копченого омуля в Бабушкине. В районе Выдрино дороги теперь нет. Хотя дорога от Бабушкина до Байкальска никогда не отличалась особой ровностью, но то, что теперь есть в районе Выдрино, дорогой вообще назвать нельзя (ого-го-го, мы еще не проезжали Тюменскую область))).

Несмотря на близость лета, на улице холодно. На привалах доставали пуховички и теплые куртки до самого Челябинска. Прибайкальские хребты еще не освободились от снега, и листвы на деревьях практически нет.

В Слюдянку к родственникам прибыли где-то в районе 23:00. Нам выделили комнату целиком. Поужинали омулем. Детям достался диван, остальные разместились в спальниках на полу. Путешествие началось.

Расходы за 26.05 (4022 руб.):

• заправка (97 л) — 3522 руб.
  • питание — 500 (самозакуп)

27 мая 2014 года. Слюдянка — Тулун (508 км).

Так как перегон планировался небольшой, всего около 500 км, решили прогуляться по городу, прикупить сувенирчиков детям, снять деньги в банкомате, если получится, то заехать на Шаманку (не получилось). Когда двинулись уже на выход из Слюдянки, увидели заправку с привлекательным ценником на дизтопливо — 32,5 руб. вместо 35 рублей. Но, подъехав ближе, заправляться не решились. Мало ли что зальют из бочки с надписью «ДТ — А-92».

Дороги в Иркутской области ремонтируются, расширяются и спрямляются.

В одном месте обратили внимание, что дорога похожа на объезд (укатанная грунтовка с асфальтированными съездами), но идет четко по навигатору. Возник вопрос: «Зачем сняли асфальт?». Оказывается старый асфальт теперь идет на строительство новой дороги. О как! Безотходное производство.

Где-то за Иркутском распогодилось. Решили остановиться на обед на речке Китой. На обед — бухлер с тушенкой.

Расходы за 27.05 (4261 руб.):

• заправка (70 л) — 2444 руб.
  • прочие — 1817 руб. (сувениры, батарейки)

28 мая 2014 года. Тулун — Красноярск (658 км).

Сегодня запланировано было добраться до Красноярска. Расстояние небольшое — 658 км, но дороги… За Буданово и в Канске — нет слов. Канск вообще произвел мрачное впечатление. Неуютный город. Возможно, сказывалась погода. Практически на всем протяжении пути шел дождь. Зато перед Канском есть заправка с дешевой соляркой, всего по 29 руб. (у нас по 37-39).

Как-то удачно получилось остановиться за какой-то деревней, хоть и было пасмурно и холодно, но хоть с неба не капало. Видимо дети из местной школы делали на трудах скворечники, деревья в леске на окраине деревни сплошь были увешаны ими.

Чем ближе к Красноярску, тем становилось понятнее, что природа еще не проснулась, березки стояли голые, листики только начинали распускаться. Дороги опять ремонтируют, ремонтируют. Скорость падает, плюс к этому трафик постепенно увеличивается. Красноярск нас встретил дождем. Несмотря на пробки, до родственников добрались быстро, навигатор не подвел с маршрутом. Поход до «Ленты», ужин и спать.

Расходы за 28.05 (3745 руб.):

• заправка (75 л) — 2620 руб.
  • питание — 1125 руб. (самозакуп)

29 мая 2014 года. Красноярск — Новосибирск (866 км).

С утра отварили сосисок, наделали бутербродов из закупленных вчера продуктов в «Ленте» и ни разу потом об этом не пожалели. Привал на обед сорвался в виду непогоды, поэтому обедали в машинах. Остановку, кроме заправок, сделали уже после Кемерово, около племенного конезавода. Быстренько заварили детям кашу, себе разогрели консервы из офицерских пайков: кое-как поели. Всё-таки взять пуховички было хорошей идеей. Опять холодно + ветер.

На этом перегоне у нас случился первый штраф: за пересечение сплошной. Трафик увеличился кратно по сравнению с Забайкальем, фуры медленно штурмуют красноярские хребты, также медленно с них скатываются. Надоело тянуться в колонне, тем более время уже поджимало: до Новосибирска нужно было добраться засветло, а выехали поздновато. Ни я, ни муж не сообразили, какого рожна местные тянутся с хребта со скоростью 40 км. Встречки не было. Обогнали по сплошной и внизу нас тепленькими и прихватили. Отдали 2000 руб. Муж сказал, что все деньги на карточке, наличкой только пара тысяч. Сами, конечно, виноваты. Здесь даже придраться не к чему, стало наукой))). На всём остальном протяжении путешествия уже так не косячили. Хотя еще несколько инцидентов возникло.

По федералке в районе Мариинска хочется выйти и рассмотреть строения поближе. Или пофотографировать хотя бы.

В Новосибирске пришлось несколько отклониться от федералки. Остановились на даче у родственников, чтобы ни в квартирах никого не стеснять, ни по городу лишний раз не крутиться. Кстати, в Новосибирске очень агрессивный стиль вождения, даже в сравнении с другими крупными городами.

Общий пробег за день составил 866 км. Дорога от Кемерово до Новосибирска в ремонтах. Пропускают только по одной полосе. Под Новосибирском дороги хорошие, можно расслабиться.

Расходы за 29.05 (4510 руб.):

• заправка (85 л) — 2510 руб.
  • штраф — 2000 руб.

30 мая 2014 года. Новосибирск — Омск (752 км).

С утра нас поджидало разочарование. При расчете предварительного маршрута допустили ошибку. Предполагалось сегодня пройти перегон Новосибирск—Челябинск в 1100 км, но после внесения маршрута в навигатор, прибор выдал расстояние более, чем 1500 км. Поднять за день расстояние в полторы тысячи километров??? Начали проверять по карте — навигатор рассчитал всё правильно. Пришлось бить перегон на два дня: Новосибирск—Омск и Омск—Челябинск. Жаль, конечно, терять день, но 1500 за день — нереальный пробег. Поэтому приняли решение ехать до Омска. Хорошо хоть дороги в Омской области нормальные, хоть это не напрягало. За 200 км от Омска нас накрыл град. Где лето?

Впервые за 5 дней остановились на обед в придорожной харчевне. 600 руб. на четверых. Дети оторвались на сосисках, я на лагманчике, муж — на солянке. Всё-таки котлеты, пицца и тушенка уже основательно поднадоели. Перед кафешкой обнаружила на себе клеща. Бррр. Поволокла детей в туалет на осмотр. Еще одного сняла с внутренней стороны Наташкиной кофточки. Настроение испортилось. Утешало то, что ни один, ни другой не успели еще вцепиться (из нас четверых привит от энцефалита только муж).

До Омска оказалось 752 км. Перед въездом в город, опять же впервые, опробовали модем. Квартиру нашли достаточно быстро. Двушка за 1400 в центре, в хорошем состоянии. Не стали арендодателя расстраивать тем, что нас не 4, а 8 человек: меньше знает, крепче спит. Отдали 2400 (1400 — за ночь + 1000 в качестве залога за ключ). Так как времени было около 9 часов вечера, еще по-летнему светло, решили немного посмотреть город, тем более в Омске я недавно была, правда зимой, но даже спящий и холодный он мне понравился. Проблема в экскурсе возникла там, где её никто не ожидал: я по Омску двумя годами ранее передвигалась как пешеход, а теперь приходилось ориентироваться уже из автомобиля. Буквально через несколько минут стало понятно, что навигатор стал нам не другом, а экскурсоводом. Причем, ладно бы водил по достопримечательностям, а то норовил завести в какую-нибудь невероятную подворотню, откуда с первого раза и не выедешь. Кое-как добрались до пекарни на Ленина (оказалась закрыта, к сожалению), а о плюшках, которые там пекли, я еще мечтала на подъезде к Омску. Затем доехали до дома-музея Колчака, потом с еще большими трудностями, добрались до памятника сантехнику Степану.

После кругалей, нарезанных по центру, бросили машины на стоянке, и пошли гулять пешком.

Нагулявшись и нафотографировавшись, решили заехать в магазин, купить пельменей (ну, чтоб не мучиться уже с ужином). До магазина добрались без приключений, но вот когда двинулись в сторону нашего съемного жилья, навигатор по-настоящему сошел с ума. Подозрения в этом возникли, после того, как он нас увел в совершенно противоположную сторону от дома, а уверились в его сумасшествии окончательно, когда он попытался завести нас на второй круг — где-то у него закольцевался маршрут. Плюнули на навигатор и стали продвигаться по направлению типа «туда». Покрутившись дворами, наконец выбрались к дому. Поужинали отварными пельмешами (кстати, не очень-то пельмеши после наших, забайкальских) и завалились спать. Те, кому не хватило спальных мест, разместились в спальниках на полу. Уже не привыкать.

Расходы за 30.05 (5090 руб.):

• заправка (75 л) — 2590 руб.
  • питание — 1600 руб. (самозакуп-1000, харчевня - 600)
  • ночевка — 700 руб. (хорошая двушка в Омске за 1400)
  • прочие — 200 руб.

31 мая 2014 года. Омск — Челябинск (908 км).

Утром нажарили остатки пельменей + бутеры с колбасой — в дорогу, на завтрак — омлет из 15 яиц на 8 человек. Оставалось дождаться хозяина, чтобы отдать ключи и забрать залог, ну и решить окончательно вопрос: какой дорогой поедем, так как впереди маячило, по отзывам из инета, страшное-страшное Бердюжье — 20 км бездорожья.

Дорогу через Казахстан отвергли сразу, так как предполагалось, что у нас нет 1,5-2 часов для ожидания на казахской границе. Поэтому рассматривали 4 варианта, которые предлагали в Интернете:
1. Омск — Ялуторовск — Есетское — Шадринск — Челябинск.
2. Омск — Ишим — Бердюжье — Курган — Челябинск.
3. Омск — Ишим — Бердюжье — Петухово — Курган — Челябинск.
4. Омск — Ишим - Есетское — Курган — Челябинск.

Разница второго и третьего варианта мне вообще была непонятна, но, да Бог с ним — люди ездят, значит, имеет место быть. В принципе по дороге в Грузию ехали по третьему варианту, а обратно — по второму. Почитав отзывы, посчитав расстояния, решили всё-таки прорываться через Бердюжье по третьему варианту. Уже все готовы были выехать, подводил только арендодатель, который, видимо, заспался и опаздывал уже на полчаса от оговоренного времени. В итоге, после телефонных звонков через каждые 5 минут, он-таки нарисовался через час. Испортил, гад, настроение, высказав, что в субботу утром порядочным людям торопиться никуда не надо. В общем, парень весь такой на позитиве, необязательный только. Выехали, когда уже на часах было 8:30. Поздно, для перегона в 900 км.

Лежачие полицейские в Омске — прикольные местами. Такое впечатление, что асфальт накидали неровно, потом переделывать не захотели, назвали это творение лежачими полицейскими и наставили соответствующих знаков. Ну, в принципе, искусственная неровность — истине не противоречит.

Дорога Омск—Тюмень первые километров 50 — двухполосная, красота. Потом сужается, вполне сносная, 100-ку на нашем джипе можно ехать, но покачивает здорово: дорога ремонтированная, асфальт нашлепали и раскатали. Может, в Омской области метода такая? Где-то по дороге из Омска купили большой пакет детского корма — кукурузных палочек: детей с заднего сидения какое-то время было не слышно, только мерное похрустывание.

Несколько ранее стали попадаться туалеты на остановках на трассе. Идея замечательная, не надо искать густые придорожные кусты, которые после Иркутской области стали попадаться всё реже и реже. Но… туалеты оказались кошмаром. В общем, после постройки, а я предполагаю, что эти домики простояли уже не один десяток лет, их никто и никогда, видимо, не чистил, но зато достаточно часто обновляли покраской внешний вид. Технологического отверстия уже как такового не было. Нет, изначально оно, конечно же, было, но после многократного использования,.. на месте дырки была уже просто куча г… В общем, приостановочные туалеты — это не вариант.

В районе Тюкалинска — ремонт, ремонт. Навигатор предложил поехать через деревню, но мы помнили Омск, где проявились способности навигатора к работе экскурсоводом! Тем более дорога через деревню была вся в колдобинах, посмотрели на неё и решили ехать по федералке. А зря! Встряли конкретно на очередном ремонте.

Километров через 100 от Тюкалинска — Тюменская область. Хуже дорог, чем здесь, мы не проезжали нигде! Причем везде стоят временные знаки «Ремонт дороги», а не то, что ремонтов нет, не видно даже чтобы хоть какая-то техника работала, причем время — рабочее. Видимо, в Тюменской области денег в дорожном фонде просто нет. Может, сейчас уже за пару-тройку недель нашего путешествия что-то поменялось.

Доехали до Абатского, дорога — полный отстой, такие дороги видели только по телевизору в новостях про войну где-нибудь. Слева, по кромке поля, шла хорошая грунтовка, съехали на неё и на приличной скорости долетели по ней до отворота на Кокуй. Кстати, данный опыт в обратном направлении через две недели оказался неосуществим. Колхозники, хорошую грунтовку запахали, причем и вдоль, и поперек. Так что, по дороге домой мы познали все «прелести» дороги через Абатское.

Плохой асфальт на трассе Е30 — практически весь. Окрестности Ишима не стали исключением. Интересно было посмотреть на саму реку Ишим. Она или так сильно разлилась, или такая на самом деле? Но деревья у самой трассы стоят в воде. Потом посмотрели в Интернете — паводок.

Где-то через километров 50-60 от Ишима знаменитая дорога на Бердюжье.

Но её там действительно нет. С чем сравнить даже не знаю. Хотя вполне дорога для внедорожников, думаю, что у них не возникает проблем даже в дождь. Фуры ползут со скоростью 10 км, объезжая ямы и ямищи, извиваясь как змеи. После них — пылища, дышать нечем. И через машину уже не видно, куда нужно ехать.

Легковушки двигаются тоже не быстрее фур, понятное дело, жалея подвеску. Мы на Паджерике проехали вполне комфортно))) со средней скоростью километров 40, по обочине. Она ровнее, и было сухо. В дождь, судя по почве, её размывает и таскать машину будет однозначно. Хорошо, что перед этой дорогой (ни со стороны востока, ни с запада) нет знака «обгон запрещен». Буквально через пару десятков километров, сразу за кольцом на въезде в само Бердюжье, выскакиваешь на хороший асфальт. На самый хороший асфальт, наверное, в Тюменской области. Для тех, кто едет с востока на запад — это бонус))).

Голубые волны на постаменте символизируют профиль дороги)))

До кольца в Петухово на Челябинск, где с Е30 выход на федералку, всё время дорога была хорошей + еще трафик маленький.

От Петухово дорога становится хуже, но еще более или менее. От Коновалово еще хуже: сплошные заплатки и ямы. Так почти до самого Кургана. Местами положили новый асфальт, еще даже без разметки, но участки небольшие — всего по 3-5 км, так что большого облегчения это не приносит и на среднюю скорость передвижения практически никак не влияет.

В районе объездной Кургана очень много кафешек в лесной зоне. Всё чаще попадаются недорогие заправки. Дизтопливо уже встречается по 27 руб./л, что радовало.

В Челябинск приехали уже поздно. По местному времени был час ночи, и было лето. Наконец-то мы до него доехали! Молодежь тусила по ночным улицам в футболках и шортах. Насчет ночлега договаривались заранее, поэтому заселились быстро в студенческое общежитие: нам выделили целую четырехместную секцию с душем, очень приличную, гостиничного типа. Деток отмыли, накормили, уложили спать, сами еще часик посидели и тоже спать. На следующий день запланировали немного прогуляться по Челябинску — хоть какой-то город посмотреть, а то всё мимо и мимо.

Расходы за 31.05 (3380 руб.):

• заправка (95 л) — 2840 руб.
  • питание — 400 руб. (самозакуп)
  • прочие — 142 руб.

1 июня 2014 года. Челябинск — Первомайское (Башкортостан) (505 км).

Как и планировалось с прошедшей ночи, решили прогуляться по Челябинску. В интернете посмотрели, куда можно сходить недалеко, выбрали для посещения Алое поле и пешеходную улицу, где памятник профессиональному нищему. Алое поле оказалось интересным с точки зрения памятников молодогвардейцам.

«Орлёнок, Орлёнок лети выше солнца…..»

А на пешеходной улице было уже много народа — всё-таки суббота + день защиты детей. Пока гуляли, пока оживляли собой местные достопримечательности для фото, подошло время обеда.

Из Челябинска тронулись уже в третьем часу, поэтому большой перегон просто не получился. Еще в городе попытались найти себе жилье на предстоящую ночь, прикинули, куда реально сможем добраться к ночи и забронировали квартиру в Бугульме. Решили, что в небольшом отклонении от федералки нет ничего страшного, главное, чтобы было, где голову преклонить. С тем и выехали. За Челябинском тоже везде ремонтируются

Обедали где-то на трассе в «Автоланче». Невкусно и пресно. Заплатили 640 — за четверых.

Ломать уральские хребты показалось не столько сложным, сколько напряженным в том плане, что трафик большой, очень много фур, в гору идут медленно, и везде запрет на обгон: вроде бы висит знак, разрешающий обгон и буквально через 100-200-300 метров опять запрещающий. Пока выглянешь, чтобы встречку проверить, пока раскочегаришь дизелёк, уже опять сплошная. Более оборотистым машинкам, конечно же, в этом плане проще — они успевали проскакивать. С Урала начинают попадаться придорожные прилавки. Торгуют самоварами, самогонными аппаратами, рациями, игрушками. Мы не останавливались, хотя возникало желание пошариться по развалам всякой всячины. Чуть не заехали в Златоуст — посмотреть ножи, но решили время сейчас не тратить, а заехать за ножами уже на обратном пути (таки-заехали, посмотрели на 5 с лишним тысяч). По обводной Златоуста — ремонты, дорога узкая, разъезжаются по очереди. Уже когда обратно возвращались (17 июня) останавливались на границе Европы и Азии, там хорошая харчевня оказалась, кормят по-домашнему вкусно и быстро, кстати, реклама с надписью что-то типа «домашняя кухня» попадается задолго до этой кафешки. Стела на границе, кстати, находится на 1756 км, если ехать с запада, но она не очень привлекательная, простенькая такая. Под Екатеринбургом мне понравилась значительно больше, но туда у нас дороги не было.

Уфу тоже проехали мимо. Дороги по Башкирии хорошие: 2-3 полосы в каждом направлении. Не везде, конечно же, но в большинстве ехать можно быстро и продолжительно. Перед Уфой в районе Шакши в балке стоят 3 палатки, написано крупными буквами «Голодовка». Не успела прочитать по какому поводу. Обратно возвращались через 2,5 недели: всё еще голодают «против бездействия правительства РБ (Республики Башкирия)». После Октябрьского стали звонить в Бугульму по поводу оговоренного ранее ночлега — никто не взял трубку. Пришлось в срочном порядке переориентироваться, так как время шагнуло уже к 11. Тормознулись в какой-то придорожной гостинице где-то в районе Первомайского (или отворота на него), по карте я его потом не нашла. Гостиница, мягко говоря, некомфортная (самый плохой ночлег из всех), но было 3 кровати: мужчины опять в спальниках на полу, что стало уже привычным явлением.

Расходы за 01.06 (4162 руб.):

• заправка (85 л) — 2742 руб.
  • питание — 820 руб. (самозакуп — 180, харчевня — 640)
  • ночевка — 600 руб. (мерзкая придорожная гостинка за 1200 трехместный номер)

2 июня 2014 года. Первомайское — Волгоград (1174 км).

Получилось, наконец, выехать пораньше, да и оставаться в этой придорожке не было никакого желания. Одно из тех мест, которые потом всё-таки вспоминаются с содроганием, но на безрыбье и рак — рыба.

По Оренбургской и Самарской области дороги просто ужасны, или колея выбита фурами почти на всем протяжении, или ремонты. Порой очень протяженные ремонты. Где-то в Самарской области остановились на завтрак-обед за ковыльным полем. Отварили гречки с тушенкой. В общей сложности такие привалы выбивали от 1,5 до 2 часов.

Правда, именно в этот раз, такая длительная остановка спасла нас от штрафа. После обеда выехали на трассу и через сколько-то (не записала точно, не знаю) километров нас тормознули гаишники. Вроде как где-то мы нарушили правила: обгон был запрещен, а мы обогнали. Точно знаю, что сплошную мы после нашего первого косяка нигде не пересекали, оказывается, по версии гаишника, по разметке мы ничего не нарушили, а обогнали после временного знака на каком-то очередном большом ремонте. Начали искать с мужем в нашем регистраторе, где это было. Выяснилось, что муж не установил дату и время. Блин, честно, уже успела расстроиться, что опять придется оказывать спонсорскую помощь не самым бедным людям в нашем государстве. Но тут гаишники, по их словам, решили проявить добрую волю и отпустить нас, грешных, дальше. То ли из-за того, что мы на пикнике в ковыльных полях пару часов прозагорали, у них запись затерлась, то ли совсем этой записи у них не было, а может, что-то в них человеческое было — известно только доблестным представителям ГИБДД. Но мы уехали без штрафа. И то хорошо. Вывод сделали, что чем западнее, тем интенсивнее секут за соблюдением временных знаков — не важно, закончен ремонт или нет. Ограничение по скорости — соблюдай, обгонять нельзя — не обгоняй. Или будь готов платить. Как-то так.

На Саратов ехали через Жигулевск, Сызрань, Вольск. Можно было заехать через Самару, что поначалу и попытались сделать наши друзья, так как уехали немного вперед. Но, судя по карте, тогда нужно было ехать через Казахстан, а это ни в чьи планы не входило. Пришлось нашим компаньонам возвращаться, правда, догоняли они нас очень быстро, надо всё-таки отдать им должное — без нас они передвигались бы быстрее.

Саратов как-то не оставил после себя никаких воспоминаний: ни в путевом дневнике, ни в голове, кроме того, что дороги в Саратовской области лучше, чем в Самарской и опять большие дорожные ремонты.

У друзей неожиданно объявились родственники в Волгограде, и, чтобы не въезжать к ним совсем по ночи, мы решили разделиться: они на своей скоростной машинке поехали вперед, а мы должны были подъехать позже. Всё-таки Виш легко идет и 120, и 140, и на обгон подрывается значительно легче и быстрее, а у нас стандартная сотка.

У дороги стали попадаться продавцы клубники и черешни. Уже в сумерках взяли на пробу — не понравилось: ягоды явно не местные, завезенные. Не вкусные, но зато попробовали.

В Волгоград въехали уже поздно ночью, около двух часов ночи. Показалось или на самом деле, но до квартиры добрались быстро: родственники друзей нашу компанию замечательно встретили, проводили в ухоженную двушку (сняли на ночь), наготовили ужин, практически накормили и спать уложили.

Расходы за 02.06 (4198 руб.):

• заправка (100 л) — 2978 руб.
  • ночевка — 750 руб. (отличная двушка в Волгограде за 1500)
  • прочие – 470 руб.

3 июня 2014 года. Волгоград — Элиста (302 км).

Пробег оказался самым наименьшим из всех. Во-первых, прошлый перегон был самым тяжелым, и всем нужно было отоспаться, во-вторых, обязательно нужно было посетить Мамаев курган: когда еще мы будем в Волгограде. Поэтому особо никто не торопился.

Кстати, именно в Волгограде выяснили, что в Грузию через Верхний Ларс мы попасть не сможем — дорога закрыта из-за сели. Придется прорываться через Азербайджан. Это, конечно, напрягало. Плюс один потерянный день на перегон по Азербайджану. Но хорошо, что вовремя узнали и не поехали в сторону Владикавказа, а то потеряли бы гораздо больше времени, сил и нервов.

В итоге, съездили на набережную Волги, где Панорама обороны Сталинграда, заехали на Мамаев курган. Комплекс, конечно же, поражает воображение, глядя на памятники, на скульптурные группы, начинает сжимать горло и щипать в глазах. Не видя ни разу, трудно представить, что Родина-мать настолько величественна.

Вся наша компания вместе.

Сильное впечатление произвёл Т-34 (или то, что от него осталось), поднятый со дна Волги и здание после боев, оставленное как есть в качестве музейного экспоната.

Школьникам для воспитания патриотизма нужно обязательно побывать на Мамаевом кургане.

Кстати, мы были в Волгограде в период лёта мошки. Таких наглых, жирных насекомых мы никогда не видели. Они реально мешали жить. Оказывается, от мошки коренное население спасается обычным ванилином (используют как сухие духи). Помогает, хоть и ненадолго.

Итак, в Азербайджан. Поехали из города часов в шесть, как раз попали в час пик. Волгоград очень протяженный город, причем с очень плохими дорогами — даже в центре какие-то рытвины и ямы. И что-то есть такое в городе депрессивное, не видно динамизма и развития, нет ухоженности: был красивый город, но хозяйской руки в нём не чувствуется и со временем как будто подызносился.

В Элисту добрались — уже темнело. Интернет на подъезде к городу почему-то не брал, кое-как разжились телефоном арендодателя, квартир у неё не было. Попросили дать еще какие-нибудь контакты и так раза с четвертого сняли двухкомнатную квартиру за 1,5 тыс. руб. Понравилось то, что утром можно было не дожидаться хозяйку, а бросить ключик в почтовый ящик. Залог за ключ тоже никто не требовал. Очень демократично и удобно для жильцов.

Кстати, несмотря на борьбу с алкоголизмом, в Элисте свободно продают спиртное и после 22:00. И крепкое, и слабое. Но крупных супермаркет

ов мы не нашли. Пельмени брали в маленьком круглосуточном магазине, причем через железную решетку. Да, еще такой момент был: почему-то только калмыцкие полицейские считали своим долгом нас остановить, поинтересоваться откуда мы и куда едем, ну и пожелать счастливого пути напоследок — подумали, что они первый раз видели машину из 75-го региона.

Расходы за 03.06 (4006 руб.):

• заправка (30 л) — 930 руб.
  • питание — 1000 руб. (самозакуп)
  • ночевка — 750 руб. (отличная двушка в Элисте за 1500)
  • прочие — 1326 руб. (сувениры, фрукты)

4 июня 2014 года Элиста-Дербент (682 км).

Выехали в 10 утра. К вечеру планировали добраться до Дербента, заночевать, а утром встать на границу с Азербайджаном (50 км от Дербента).

Дороги Калмыкии — просто песня. Асфальт, может быть, и не идеально ровный, но без крупных ям, с ровной, а не выбитой фурами, колеей и, самое главное — дорога ровная по степям, не то что виражей, поворотов даже нет практически и трафик самый маленький. Ехать одно удовольствие. Пейзаж только очень однообразный и унылый. Однообразие разбавляют только стада коров. Ехали по маршруту: Элиста—Комсомольское—Артезиан— Кочубей—Кизляр—Махачкала—Дербент.

В Дагестан въехали где-то в обед через блок-пост. И сразу остановились в придорожной кафешке. Народа — никого, только женщина за стойкой, упакованная в платок от макушки и до подбородка — в самых настоящих традициях мусульманской моды. Удивились ценнику — очень большой, но голод не тетка, все проголодались и детей кормить надо. Удивило меню, где было написано, например «гречка с котлетами», подумали, что описка. Но когда принесли заказ, поняли и почему ценник высокий, и что про котлеты — не описка. Порции гречки с котлетами (котлеты действительно было 2, причем не маленькие) хватило бы двум взрослым людям. Что смогли, съели, остальное забрали с собой в дорожный холодильник.

Заправки в Дагестане прикольные — даже китайцы с их названиями (типа Abibas) отдыхают. Если в Европе «Газпром», то здесь можно увидеть «Промгаз», или «Росснефть», или «Янкойл», причем с полным сохранением брендового дизайна. Почти на каждой заправке есть молельные домики, на всякий случай, если намаз доброго мусульманина застанет в пути.

После Кочубея пейзаж перестал быть таким унылым. Начали попадаться названия населенных пунктов, о которых мы слышали только в новостях: Хасавюрт, Бабаюрт, Махачкала.

Дорога шла через Бабаюрт, навигатор почему-то не повел по обводной, а решил провести нас через город (всё-таки по-тихому реализовывал свои способности экскурсовода). Покрутились еще и по Бабаюрту. Стали часто попадаться джигиты на белых Приорах — машинки блестящие, чистенькие, но ездят они… Одним словом — джигиты.

Один из типичных дагестанских джигитов, который очень просил, чтобы его сфотографировали — наверное, хотел попасть в отчет про путешествие.

Перед Махачкалой поменяли масло. Муж масло и фильтры предусмотрительно купил в Чите, думали, что вся процедура займет минут 30-50, а она растянулась на все 3 часа. Оказывается, на стошке такие машины раньше не обслуживали, где у них фильтры находятся и как их менять никто из работников не в курсе. Поэтому мужу пришлось активно принимать участие в замене масла. Потом еще решили и помыть машинку. Федору в машине тоже масло поменяли под его чутким руководством и неослабевающим вниманием, тем более что в их машине с маслом как-то всё сложнее и серьезнее. В принципе, мужики на стошке хорошие и мастеровитые, но японок они до нас в глаза не видели. За работу взяли совсем недорого. И за мытье машины тоже.

К Дербенту двинулись уже по темноте, залипали все конкретно, но попытки найти гостиницу или квартиру до Дербента не увенчались успехом. Так что, пришлось ехать. В самом Дербенте, рядом с блокпостом проехали на заправку под запрещающий знак, нарвались на штраф в 500 руб., хотя кроме нас машин не было, но местные полицейские не поленились добежать до нас метров 200.

Уже за Дербентом заночевали в придорожной гостинице (именно её нам и порекомендовали на стошке в Махачкале), в наличии был всего один трехместный номер за 1500, но нам это было уже всё равно. Все жутко хотели спать. Тем более, то, что ожидало нас завтра на Азербайджанской границе в восторг никого не приводило. Будильник на 5:30.

Расходы за 04.06 (5000 руб.):

• заправка (120 л) — 2500 руб.
  • питание — 580 руб. (харчевня)
  • ночевка — 750 руб. (нормальная придорожная гостинка в Дербенте за 1500)
  • обслуживание машины — 600 руб.
  • штраф — 500 руб.
  • прочие — 70 руб.

5 июня 2014 года Дербент—Самур—Азербайджан (транзит)—Лагодехи (Грузия) (653 км).

К погранпереходу подъехали в 6:30 утра: От Дербента до Самура всего 50 км. И перед границей — первое разочарование: местные сказали, что праворульные машины в Азербайджан не пускают, так как они там запрещены к эксплуатации. Ну что вот делать? Разворачиваться и оставаться на Каспии, когда проехали уже 7,5 тыс. км, а друзья почти 10-ку отмахали. Сначала грузинский переход через Верхний Ларс оказался закрытым, теперь здесь замаячили трудности с переходом. Но в очередь встали, решили, что будем прорываться всеми правдами и неправдами: почитали страшные истории в интернете, правда, все старые, от 2009 года. Одна попалась о том, как мужик переезжал Азербайджан, поставив свою праворульную машинку на эвакуатор (я потом телефончик эвакуатора на границе записала.

На Российской границе добрый дяденька с транспортного или пограничного контроля еще раз сказал, что с правым рулем не пустят, обычно всех заворачивают. Но мы не дрогнули, внешне, по крайней мере.))) Таможенники заставили все сумки вытаскивать из машины и пропускать через рентген. Долбаный тетрис (укладка багажа). В общей сложности российскую границу прошли за 1,5 часа. На нейтральной полосе познакомились с таксистом из Азербайджана: возит из России в Азербайджан, в Грузию и обратно. Он-то нас и успокоил, ответив на наше сетование по поводу того, что с правым рулем не пускают: «Да куда они денутся». Как-то стало легче жить. От него же получили и еще полезную информацию: подсказал, что ехать в Грузию нужно на Лагодехи по верхней дороге, а не на Тбилиси, как едет большинство. Впоследствии это нам сэкономило порядка 150 км и еще сказал, что если на дороге будет знак «радар», то лучше ехать со скоростью не более 60 км/ч, как в населенном пункте. Наш таксист-доброжелатель прошел раньше через таможенный контроль, успев нам подсказать, куда нужно бежать, ставить печати. Спасибо ему огромное.))) Таможенный контроль на Азербайджанской границе — опять все сумки через рентген, транспортный контроль с уплатой 2500 руб. на дорожный налог со страховкой, несколько печатей и можно ехать. Сказали, что едем транзитом, нам пожелали того, чтобы нас через три дня в Азербайджане не было (не особо-то и хотелось) и в 14:15 мы в Азербайджане по пути в Грузию (наконец-то). В принципе, останавливаться в этой стране никто не планировал даже на день, поэтому ехать решили до самой границы без остановок. Сняли в банкомате на границе 30 манад (1 манад приблизительно равен 1 евро), заправились и в путь. Кстати, топливо в Азербайджане недорогое: солярка 0,6 манад за литр (28-29 руб.), можно рассчитываться карточками (на зеленых заправках AZPETROL и на socar-овских).

Еще на границе перекусили тем, что осталось после дагестанского обеда. Но к обеду кушать все-таки уже хотелось, поэтому остановились где-то в кафе. Попросили меню, хозяин сказал, что «он сам меню» и озвучил поистине конский ценник. Заказали по минимуму, на семью получилось на наши деньги почти 1000 (за 19 манад нам досталось 2 шашлыка из 3 кусочков каждый + 1 шурпа + 2 бутылки лимонада + пучок зелени + 1 помидор + 1 огурец + хлеб), то есть кушать было особо-то и нечего. С тоской повспоминали позные в Забайкалье, когда после заказа на такую сумму, ты сам и твоя семья выкатывается из кафешки колобком, и вам всем тяжело дышать от количества съеденного. Но здесь была не одна из позных в Угдане (село под Читой). Червячка заморили, и ладно. Кстати, придорожных кафешек в Азербайджане много. Остается удивляться, кто там кушает за такие деньги, так как страна производит впечатление достаточно бедной. Пришли к выводу, что для своих цены одни, для туристов — совершенно другие, на европейском уровне, если чашка чая стоит 1,5 манада (70 руб.). Еще обратили внимание, что женщин у них не видно вообще. Как будто нет их совсем. И страна очень закрытая: дома в камне, окон мало и всё огорожено высокими каменными заборами.

Дорога до Баку идет по берегу Каспийского моря. Дорога очень хорошая, настоящая автострада с ограничителями скорости в 110 км, фурам только по правому ряду и не больше 70 км/ч — песня!

По берегу Каспия много нефтяных вышек. Проехали поле с большим количеством солнечных батарей.

Лично у меня создалось впечатление, что Азербайджан — достаточно крупный поставщик электроэнергии. Кому? Куда? Потом выяснилось, что в Грузию в том числе. Может быть, и еще кому-то продают. По сумеркам проехали Сумгаит и захватили, видимо, окраины Баку — движение очень интенсивное. Кстати, ночной Азербайджан оказался значительно красивее, чем при свете дня. Везде подсветочки, даже в маленьких городках.

И везде баннеры, растяжки, изречения президента Э. Алиева , в каком-то городе его портрет даже выложен мозаикой — культ личности в действии. Может, у них так и надо. Понравилось, что въезды в административные округа и города оформлены не просто вывесками или указателями, а каменными арками, например, или крепостной стеной, или каменной башенкой — хорошо смотрится, интересно.

И дорога от больших населенных пунктов отгорожена каменными стенами разной степени изощренности: от просто бетонных, на которых нарисованы черные камни до крепостных, как в средние века в Европе.

Не доезжая до Баку, повернули на Шемахы, Габалу, Шеки, Гах — это верхняя дорога на Лагодехи. По ней уже ехали по темноте. Качество дороги — хорошее, но, по всей видимости, часть её шла по серпантину — отрогам Кавказского хребта. На обратном пути проезжали уже днем, поэтому рассмотрели весь путь. Пейзажи разные: около Каспия — невысокие горы, но растительности мало, потом переходит всё в горы без растительности — такие пейзажи показывают, когда рассказывают про Афганистан.

Есть какая-то прелесть в сочетании белых облаков, ярко-голубого неба и желтых холмов без единого кустика, но жить в таком районе не хочется, ближе к Грузии растительность становится богатой, зелень — пышной.

Еще немного Азербайджана: привет из Советского прошлого.

Тандырные лепешки (вкусные). И женщина не пыталась на нас нажиться (2 лепешки за 1 манад).

А так, по всей видимости, она живет (бедненько), торгует тут же, не отходя от хозяйства.

Где-то за 150 км до грузинской границы ехать было уже невозможно, дети спали, и мы засыпали в прямом смысле этого слова. На какой-то заправке заправились, встали тут же на парковочку, и вырубились все часа на полтора. Проснулись, уже светало. Осталось чуть-чуть и Грузия. Где-то проезжая, увидели первую грузинскую православную церковь.

К границе подъехали еще не было 8 утра по азербайджанскому.

Граница открылась в 9:00. Обе границы прошли за 35 минут. Никаких пошлин на грузинской стороне не платили, нас спросили только куда именно мы едем (мы и сами не знали), пожелали счастливого пути и пропустили. У Грузии с Азербайджаном — 1 час разницы, поэтому в Грузию по местному времени мы зашли в 8:40.

! Правильным решением, если едешь через Азербайджан, да и из России тоже, является заправить полный бак. В Грузии топливо однозначно дороже.

Расходы за 05.06 (приблизительно 6670 руб.):

• транспортный налог + страховка — 2500 руб.
  • заправка (110 л) — 1240 руб. + 42 манад
  • обед в кафе — 19 манад
  • прочие — 4 манада

6 июня 2014 года Лагодехи — Кварели (Кахетия).

УРА!!! Наконец-то наше 11-дневное путешествие в 8000 км увенчалось успехом, мы добрались, мы доехали, и без особых приключений, без единой поломки.

Грузия нас встретила дождем. Мелким, но небо было обложено настолько, насколько хватало взгляда. Неужели еще и погода подведет? Но это уже было неважно, сразу за погранпереходом продавалось домашнее вино и шашлыки.

В ближайшем городке к границе сняли в банкомате деньги (у валютчиков на границе менять не стали, курс — бандитский, меняли 1 лари за 47 рублей, при банковском курсе 1:20). Тут же на рынке закупились овощами (помидоры 2 лари/кг, огурцы — 0,7 лари/кг), черешней (2 лари/кг) и сыром (6,5 лари/кг), на трассе прикупили еще и арбуз (6,5 кг за 10 лари) и вперед, куда глаза глядят.

Карты Грузии в навигаторе не оказалось, поэтому сверялись с атласом автомобильных дорог. Следующий более или менее крупный городок по карте был Кварели, поэтому решили доехать до него, там и покушать и поискать жилье. Мой муж был проводником и идейным вдохновителем, раз он сам прорабатывал маршрут, поэтому мы за ним, как шведы за Сусаниным — куда заведет (или завезет), там и будет жить.))) Наконец-то решили ознакомиться с перечнем мест, обязательных к посещению, видимо, все боялись сглазить, так как никто до прибытия на место особо и не интересовался — что мы будем делать, когда, наконец, попадем в Грузию. Итак, планировалось посетить:

1. Винодельческий регион Кахетию — попить домашнего вина.
2. Тбилиси: погулять по старому городу, посетить ресторан с традиционной кухней и желательно с грузинскими песнями, и сходить в серные бани.
3. Кутаиси: съездить в парк динозавров, посмотреть на их окаменелые следы.
4. Уреки: посетить пляжи Черного моря с чёрными магнитными песками.
5. Сванетия: поглядеть на Сванские башни.

Забегу немного вперед: программу минимум мы выполнили.)))

Итак, сегодня мы были в Кварели. Заехав в городок, мы остановились у магазина-лавки, рядом с которым были пара пластиковым столов со стульями. Решив, что здесь чем-нибудь да кормят, мы припарковались и веселой компанией из 8 оголодавших путешественников завалились в магазинчик. За прилавком оказалась очень приятная молодая женщина, позже мы узнали её имя — Манана. Она сразу же предложила нам лобио (типа пирогов с фасолью), хачапури и кофе (сваренного из зерен, а не быстрорастворимого). Мы отказываться не стали, сдвинули столики и принялись уплетать лобио, которое оказалось неожиданно вкусным, и ждать хачапури. Заодно спросили у хозяйки, не знает ли она, где здесь можно остановиться на ночлег, в ответ (началось!!! — вот оно воспетое грузинское гостеприимство) она предложила остановиться у неё. Мы в очередной раз не стали отказываться.)))

Грузинский дом оказался большим, комнат на 6, с высокими потолками и белеными в разные цвета стенами. Дом оказался с участком: виноград, клубника, овощи, цветы, куры, индюшки, обе наши машины — всё это умещалось спокойно сотках на 8. С небольшого виноградника вина хватает семье на год.

Манана жила с родителями, когда знакомила нас с ними, сказала фразу, которая сразу у нас стала притчей во языцех: «У нас мама — это папа, а папа — это дедушка».))) Имеется в виду, что папу в Грузии называют «мамой», а «папа» в переводе на русский язык — дедушка. Спать не хотелось, несмотря на бессонную ночь, поэтому расспросив о местных достопримечательностях, мы поехали осваивать окрестности.

Выехав за город, практически сразу увидели указатель на винное хозяйство «Киндзмараули».

Естественно, мимо проехать было нельзя. Тут же, на территории хозяйства оказалась очень милая уютная церковь Святой Троицы. Наверное, жена настоятеля или смотрителя вышла к нам, угостила детей орехами и немного рассказала об истории этого маленького храма. Сама церквушка оказалось достаточно молодой, но была построена на территории разрушенного православного храма 6-го века (развалины сохранились). По всей видимости, хозяйство Киндзмараули шефствует над церковью, вокруг всё очень чисто, ухожено, храм внутри тоже в идеальном состоянии.

Нафотографировавшись вдоволь около храма, виноградников, розовых кустов и винной бочки, поехали дальше на озеро. В окрестностях Кварели их два: первое Ilia — доступно для всех, второе, заслуживает отдельного внимания, Kvareli like — за шлагбаумом. Нас пропустили, видимо как русских туристов. На большой огороженной территории собственно само озеро, небольшая гостиничка на 19 номеров и инфраструктура для тихого отдыха. Для того, кто хочет отдохнуть от жизненной суеты — идеальное место. Вокруг всё дышит покоем, даже наши шумные дети сильно не нарушили атмосферу умиротворения. Для проживающих в отеле доступны велосипеды, катамараны и рыбалка. Причем, рыба в озере просто неприлично большая и плещется у самых берегов.

Когда мы вернулись к нашим хозяевам, нас уже ждал накрытый к ужину стол, настоящим украшением которого стал графин, наполненный красным домашним вином. Ммм! В итоге за ужином уговорили не менее 3 литров вина и несчетное количество хинкали.

Расходы в первый день в Грузии составили 117,5 лари (прибл. 2500 руб.), в том числе:

• фрукты, овощи — 20 лари
  • жильё с ужином — 45 лари
  • вино (3 литра) — 10 лари
  • отдых на озере — 42,5 лари (за кофе и катамаран)

7 июня 2014 года Кварели—Телави—Тбилиси.

Наутро голова ни у кого даже не попыталась заболеть, расплатились с гостеприимными хозяевами (100 лари за ночевку с ужином на две семьи), прикупили еще по 3 литра вина на семью, снова покидали дорожный скарб в машину и выехали в сторону Тбилиси.

Следующей остановкой стал средневековый замок Греми — древняя столица Кахетии и резиденция королей. Замок небольшой, прекрасно отреставрированный, с действующими подземными ходами.

Лестница. Настолько крутая, что приходится ступать очень осторожно.

Царский туалет. Равнодушно мимо никто не проходит. Все активно обсуждают устройство нужника прямо над пропастью.

Дырки в полу и потолке — что-то типа переговорного устройства.

Это я.

На обед заехали в Телави, где в кафешке нам сварили вкусный кофе и завернули просто огромные по размеру шавермы.

Дети там же ели привычную для них еду (картошку-пюре с курицей или котлетами).

Дорога до Тбилиси петляла по серпантину.

Во второй половине дня, наконец, добрались до Тбилиси. В центре кое-как нашли место для парковки, и тут оказалось, что приключения всё-таки будут.))) В Тбилиси мы оказались практически без явок и паролей, МТС’овский модем был бесполезным уже в Азербайджане, выходить через телефон на российских сим-картах, извините, жаба давила. Поначалу мы попытались выяснить дорогу к салону сотовой связи у местных жителей. Показательным оказался случай с дядькой-грузином в парке: обстоятельно расспросив, что-куда-зачем, высказав какое-то своё особое мнение, не относящееся к делу совершенно, на коротко поставленный вопрос: где, в конце концов, ответил: «Не знаю, дорогой».

После безуспешной попытки купить на книжном лотке карту города, не без определенных трудностей нашли салон местной сотовой связи и прикупили пару симок. После этого поиск квартиры пошел значительно веселее и, буквально минут через 20, Макс уже договаривался насчет ночлега. Дело оставалось за малым — добраться до места назначения. Пока мы пытались найти жилье, наши друзья где-то разжились картой Тбилиси. В общем, всё начинало налаживаться: у нас была карта, точка А и точка Б, осталось только доехать. Это тоже оказалось задачей не из простых, так как в Тбилиси очень много кривых улиц большой протяженности с одностороннем движением. В общем, к месту сегодняшней дислокации мы попали не с первого раза, а когда наконец добрались, на Тбилиси стали потихоньку опускаться сумерки.

Так как программу минимум нужно было выполнять, а передвигаться самостоятельно на авто по Тбилиси — огромный стресс для неискушенного, то решили взять такси и поехать куда-нибудь поужинать на усмотрение самого таксиста. Такси подали быстро (кстати, «правильная» Хонда Стрим), водитель оказался веселым и разговорчивым, отвез нас в центр, показал пальцем ресторан и заверил, что мы можем вызвать его, когда соберемся ехать обратно (взяли визитку). Ресторан оказался очень шумным, но даже это не помешало нашим маленьким путешественницам после легкого перекуса заснуть на руках у мам — слишком много впечатлений для 5-тилетних детей.

Отужинали чем Бог послал.))) А Бог им послал (как в том романе;)): шашлыков, баклажанов, хинкали, зелени, графинчик белого вина Ркацетели и т.д.))) Поужинав, увезли девчонок спать, а сами вшестером, поехали гулять но ночному Тбилиси — хоть ночью, но по старому городу. Бани решили оставить на утро следующего дня.

И еще немного дневного Тбилиси.

Расходы второго дня (вместе с серными банями, перенесенными на следующий день) — 279 лари (прибл. 6000 руб.):

• обед в Телави (на 4) — 23 лари
  • сим-карта — 17 лари
  • квартира в Тбилиси — 25 лари (поделили пополам с друзьями, так-то стоимость 3-местной гостинки — 50 лари);
  • ужин в ресторане + кофе в кафе — 81 лари
  • услуги такси — 25 лари (тоже 50 пополам)
  • баня — 90 лари (70 + 20 за массаж)
  • мелочевка (лепешки, сувениры) — 18 лари.

! Полезные знания после посещения Тбилиси (да и по всей Грузии): если ты не знаешь, где тебе остановиться на ночевку, где вкусно поесть, как куда-то проехать, то достаточно спросить у местного таксиста: жилье, обед, маршрут будет обеспечен вполне за разумную цену.

8 июня 2014 года Тбилиси—Мцхета—Кутаиси.

На 8 утра были заказаны серные бани, но немного опоздали, пока опять крутились по городу. Пришлось заказывать такси-проводника (за 5 лари), чтобы показал дорогу. В принципе, приехать в баню к открытию было, хоть и случайным решением, но очень правильным. У нас создалось стойкое впечатление, что бассейн после предыдущих посетителей не опустошается, и соответственно, не моется до конца работы бани. Так что мы были сегодня в бане первые, и вода была чиста. Запах, конечно, специфический, но не сильный и к нему быстро привыкаешь. Температура воды — градусов 40, может, даже чуть больше. Мы с Ольгой еще заказали для себя банщицу-массажистку (+20 лари сверху). Массаж, честно говоря, очень условный: сначала скрабом, потом мылом, но всю нашу дорожную двухнедельную грязь отшоркали.))) Лично я почувствовала себя почти заново родившейся.

В бане мы пробыли 1,5-2 часа, после чего еще немного погуляли по центру, и двинулись на выезд из города. Как мы выезжали — это отдельная история: пропустили свой отворот, пришлось ехать очень далеко и долго в совершенно ненужном направлении, пока представилась снова возможность отвернуть. В итоге мы снова оказались в центре и, чтобы не мучится опять, доверились таксисту, чтобы он нас проводил из города. Когда, наконец, выбрались из Тбилиси, испытали настоящее облегчение: всё-таки ездить в этом городе очень непросто.

Километров через 20 от Тбилиси, в месте слияния Арагвы и Куры, расположена древняя столица Грузинского царства — Мцхета. Туда и свернули. Дорога выводит практически прямо к центральному собору — Светицховели.

Правда, мы припарковались несколько в стороне, было людно, воскресенье всё-таки, но зато прошли через рыночек сувениров, там разжились браслетиками, на которых нам выжгли наши имена по-грузински, померили папахи и купили хачапури — время было уже к обеду.

На территории комплекса народа было действительно много: и снаружи, и внутри.

Пока мы осматривались, друзья успели заказать индивидуальную 20-тиминутную экскурсию по храму. Экскурсовод — колоритная грузинка, по всей вероятности работник культуры на пенсии, с отчаянной мимикой и жестикуляцией, выдала нам юбки (мы с Ольгой были в брюках, а у наших мужчин шорты не прикрывали колени) и повела внутрь.

Собор очень большой, действующий, и мне показался темным. Очень много суеты (может быть, из-за того, что был выходной день): тут же молятся и ставят свечи, тут же венчают, тут же всевозможные группы туристов ходят самостоятельно или с экскурсоводами. Для меня показалось интересным и необычным, что в храме 3 алтаря: центральный — оформлен по грузинским традициям, левый — в дереве, по-русским, а правый — алтарь св. Ильи, где есть глубокий и тоже действующий колодец.

В окрестностях Мцхеты три монастыря: Джвари, Самтавро и Шио-Мгвиме.

Джвари очень хорошо просматривается с территории Светицховели. Наверное, нужно было заехать и туда, тем более считается, что именно этот монастырь увековечил Лермонтов в своей поэме «Мцыри»: «Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод...». Но времени оставалось уже совсем мало. Пришлось внутренне смириться с тем, что сразу из Мцхеты мы поедем в Кутаиси.

Дорога в Кутаиси оказалась очень и очень живописной.

Она петляла между гор, временами пропадала в тоннелях. Тоннели в Грузии просто шикарны, с разноцветной подсветочкой и указателями метража в одну и другою стороны через каждые 25 метров.

Глаз радовало буйство зелени. И это природная пышность отлично маскировала бедность и упадок страны, особенно в маленьких городках и селах, где дома стояли давно заброшенными, с выбитыми окнами и покосившимися стенами. Не знаю, как живут в городах, но в пригородах, по всей видимости, можно выжить только в том случае, если у тебя есть кусок земли, который тебя кормит и поит.

Нас постоянно сопровождала то одна, то другая горная речка. Причем одну какую-нибудь мы могли пересекать раза по три-четыре. Там, где с другой стороны гор было поположе, вдоль дороги торговали глиняной посудой, сувенирами, барабанами.

Обратили внимание, что много организованных и оформленных мест для того, чтобы набрать горной воды: или с гор стекает или подземные источники.

По дороге остановились в кафе (164 км от Тбилиси в сторону Кутаиси), где оказались самые вкусные в Грузии шашлыки. Кстати, стоимость шашлыка везде одинакова (ну, в тех местах, где мы были), везде по 8 лари.

Грузины на дорогах тоже лихачат: джигиты всё-таки, но до дагестанских товарищей им далеко. Хотя, кто знает, если бы не четко налаженная работа полицейских, то может и обскакали бы их даже. Полицейские у них просто замечательные, говорят, что выученные в Америке. Действительно, сходство есть: форма, выправка, походка, вежливость. И они не сидят в засадах, прячась с радарами за кустами. Они реально патрулируют дорогу по своему участку, передвигаясь со скоростью 50-70 км/ч. И аварий на дорогах нет. Полицейские участки в Грузии тоже, наверное, на манер американских устроены, по крайней мере в голливудских фильмах показывают что-то подобное. Они небольшие, и с окнами до пола: ты особо не видишь, что там делается, но зато они всё хорошо просматривают. Непонятно было почему у каждого полицейского участка был флаг Грузии и Евросоюза. Только по приезде в Россию узнали, что Грузия в это время, пока мы по ней путешествовали, ассоциировалась с ЕС.

Добрались до Кутаиси. До самого центра город унылый, ехали по реально каким-то пролетарским районам, где даже останавливаться искать жилье было некомфортно. Не из-за людей, а из-за зданий: всё очень обветшалое, дома не то, чтобы с облупленной штукатуркой, а с выбитыми стеклами и разнесенными в щепки подъездными дверями, висящими на одной петле. Но в центре стало веселее. Парк, театральная площадь с фонтаном, клумба с цветами в виде грузинского флага.

Подъехали сразу к одному из таксистов, спросили про жилье и за 2 лари он нас сопроводил в гостевой дом. Хозяйка и по совместительству жена его коллеги по цеху — бывшая учительница немецкого языка. Впрочем, из богатой семьи, которая пострадала денежно после развала Советского Союза. Сейчас у неё большой дом, доставшийся её семье в наследство от отца мужа. Дом большой и светлый. На первом этаже — она сама живет с семьей, второй этаж — сдает. Как в большинстве частных домов в Грузии на второй этаж имеется как минимум один собственный вход. Так было и здесь: лестница со двора на второй этаж, круговой балкон, общий коридор на две больших комнаты (в каждой комнате свой санузел и душ).

Нашим соседом по коридору оказался высокий японец, который гостил у нашей хозяйки третий день: она сказала, что приехал на сутки, а живет уже три дня, утром берет путеводитель и уходит на весь день, возвращается только к вечеру. Очень надеюсь, что наши орущие дети, которые к этому времени уже обзавелись парой настоящих грузинских барабанов, сильно гостю из восточной страны не помешали. Ну, или если и помешали, то совсем ненадолго, так как мы уехали утром следующего дня.

Расходы дня третьего — 292 лари (прибл. 6300 руб.):

• ночлег в Кутаиси — 45 лари
  • парковка — 7 лари

9 июня. Кутаиси—Сатаплия—Уреки.

Утром выехали в Сатаплию — парк динозавров, где сохранились их следы. Но до этого решили сделать пару снимков в центре Кутаиси на память. Припарковались неправильно, в результате чего заработали штраф в 10 лари. Оплатить можно только через банк в течение 30 дней, иначе не выпустят из страны. У полицейских всё проходит сразу через компьютер (установлен в машине), данные по паспорту уже все у них были, видимо ещё на границе всё заносится в единую базу. Все данные на чеке, так что в банке считали штрих-код и осталось только деньги отдать.

Итак, в парк со следами динозавров. Кроме этого, там же должна была быть стеклянная смотровая площадка над пропастью. Динозавров — детям, нам — площадка. Добрались до парка быстро. Стоимость экскурсии на двух взрослых и одного школьника — 15 лари, совсем мелкие дети — бесплатно. Повезло, что по понедельникам Сатаплия работала, выходной у них — во вторник. В парк желательно входить группой, так как идут с экскурсоводом. Но мы, к сожалению, нечего из его рассказа не поняли, так как грузинским языком не владели. Следы динозавров (маленьких) в крытом павильоне, потом прошли через пещеру, потом поднялись на смотровую площадку.

По дороге кое-где сфотографировались.

К сожалению, лично я ожидала несколько большего и от следов, и от смотровой площадки. Пещера для нас тоже не стала откровением, потому что двумя годами ранее мы гуляли по таким же Крымским пещерам. Но наши друзья пещерой остались очень довольны. Тем, кто в первый раз, действительно интересно. И в грузинской пещере было тепло, в отличие от Крымской, где нам пришлось даже облачаться в теплые куртки.

Смотровая площадка стеклянная, нужно надевать войлочные тапочки, чтобы не царапать прозрачный пол. Прикольно, но нервы не пощекотались. Например, на Байкале реально дух захватывает, когда стоишь над водой на краю скалы.

Говорят, что рядом, километрах в 20, есть совершенно другие пещеры, от которых захватывает дух. Нам туда сегодня попасть было не суждено, так как в тех пещерах именно понедельник является выходным днем.

После Сатаплии отправились наконец-то на море, в Уреки. Записей в блокноте практически никаких не сделала, даже не помню, где обедали, остался только ценник — 57 лари. Единственное происшествие на дороге произошло с нами на подъезде к Уреки. Между нашими машинами лихо вписалась черная машинка, активно сигналила и мигала фарами. Мы решили, что им что-то точно надо, и остановились. За рулем оказалась моложавая женщина, которая хотела узнать, как мы заехали в Грузию, открыта ли дорога через Верхний Ларс. Выяснив, что ехать нужно через Азербайджан, она объяснила причину своего любопытства: у неё русские друзья на днях должны приехать в гости на море. Мзея оказалась хозяйкой гостевого дома в Уреки. Думаю, что совсем неудивительно, что мы остановились на последующие три дня именно у неё. Нам предложили пару комнат за 20 лари каждая + 12 лари за 2-хразовое питание (с человека).

Часов в 6 вечера мы сходили на море, искупались. Песок действительно черный и первое ощущение это вызывает очень неуютное: даже ракушки и трава на нем смотрятся как мусор, кроме этого идешь по нему и кажется, что идешь по угольной пыли. Но песок оказался как песок, хоть и черный: так же обсыхает и обсыпается, кожу не пачкает.

Ужин в Уреки у хозяйки гостиницы. Порции большие. Вино Саперави домашнее из Кварели.

Расходы дня четвертого — 83 лари (прибл. 1700 руб.)

• штраф за неправильную парковку — 11 лари
  • парк динозавров Сатаплия — 15 лари
  • обед — 57 лари

10 июня. Уреки—Батуми—Уреки

Мзея с утра приготовила завтрак, голодным никто не остался. Кто хотел, тот сходил перед завтраком на море. Еще вчерашним вечером решили съездить в Батуми. Поехали на машине Федора: Виш семиместный, мальчишек посадили в багажник.

Батуми — обычный курортный город, с симпатичной и ухоженной набережной, красивой архитектурой. Оставили машину где-то на парковке на набережной, дальше пошли пешком.

Центральная улица:

Парк:

Так растут бананы:

В парке:

Дом, обвитый виноградной лозой!

Решили сходить в дельфинарий. Но представления в этот день начинались поздно, только в 5 или в 6 вечера. Шататься, пусть и по красивому городу, столько времени не хотелось, поэтому нашли альтернативу — взяли билеты детям на плавание с дельфинами, притом, что это оказалось не то, что недорого, а очень дешево по российским меркам: всего 60 лари (1200 руб.) за ребенка. И купание с дельфинами оказалось самым ярким впечатлением. Данька еще артачился, пришлось долго уговаривать, видите ли, у него не было при себе купальных плавок. Кое-как убедили. В итоге плавки особо и не понадобились, так как в дельфинарии всем выдали гидрокостюмы. Позитива было столько, что уже после никого не смущало, что пришлось до машин идти в мокрых шортах.

На следующий день всё-таки решили съездить в Местию. Правда, вдвоем.

Расходы дня пятого — 184 лари (прибл. 4000 руб.)

• дельфинарий — 120 лари
  • обед — 35 лари
  • фрукты — 17 лари
  • мелочевка (сувениры, мороженое) — 12 лари

11 июня. Уреки—Местия (Сванетия)—Уреки.

Итак, друзья наши ехать в Сванетию отказались, т.к. хотели подольше побыть на море, а не глотать дорожную пыль. Поэтому мы снаглели и подкинули им на временное воспитание своих детей. У нас же пищала невыполненная программа-минимум: если не сейчас, то потом будем очень долго жалеть, что не съездили, хотя возможность была. И правильно сделали, что съездили. Именно эта поездка оказалась кульминацией нашего путешествия.

Краткая справка из интернет-источников. На южной стороне Кавказского хребта на территории Грузии расположена очень привлекательная, красивая и живописная альпийская область, под названием Сванетия. Сама же Сванетия — это историческая область, которая населена сванами. И исторически, и территориально Сванетия разделена на две части — Верхнюю Сванетия и Нижнюю, граница между которыми проходит по сванетскому хребту.

Мы были только в Верхней Сванетии, центром которой является Местия. И дорога до городка, и сам городок оставили после себя неизгладимые впечатления. У меня до сих пор в памяти не померкли картины горной дороги, с одной стороны которой поднимается куда-то в небо Кавказский хребет, а с другой стороны — уходит вниз глубокое ущелье, по дну которого течет неширокая, но бурная речка. Тоннели, просто прорубленные в горе и не имеющие никаких сооружений для поддержки сводов. Каменные осыпи на дороге и скалы, нависшие над ней, которые добавляют остроты ощущений. Водопады горных рек и снежные пики горных вершин, которые скрываются в облаках. И радуга, на которую ты смотришь свысока. Вот где невероятная свобода, вот место, где душа разворачивается и заставляет чувствовать себя былинкой в мироздании.

Дорога.

«Лежачие полицейские»: ни одна не сдвинулась с места.

Один из водопадов.

Каменные осыпи.

Еще дорога.

Подъем.

Долина.

Скалы над дорогой.

Тоннель.

Радуга.

Уже на подъезде к Местии встречаются знаменитые сванские башни. Хотелось бы, конечно, попасть внутрь и посмотреть как-там-что устроено. Но в этот раз не случилось. Пришлось довольствоваться только их созерцанием снаружи.

Краткая справка из интернет-источников. Сванские башни, которые сегодня используются как склады или остаются заброшенными, активно использовались в VIII-XIII веках. Можно подумать, что эти башни нужны были для того, чтобы обороняться от врагов, однако, на самом деле они предназначались для того, чтобы мужчины, которых настигла кровная месть, могли в них прятаться сами и прятать свою семью.

Сванские башни:

Дорога до Местии заняла достаточно много времени, несмотря на то, что она, как и все дороги в Грузии, очень хорошего качества. Причем не асфальтовая, а из бетонных плит, какие используют при строительстве взлетных полос. Из встречающихся машин процентов 40 — это Паджерики и Делики, в основном в возрасте. Остальные 65 % авто тоже представлены машинами класса внедорожников других марок. Видимо, на обычных машинках делать в горах особо нечего. Кстати, в негорной части Грузии предпочитают старенькие легковые Мерседесы — их в городах, похоже, что больше половины всего разнообразия марок авто.

Местия:

Припарковались в самом центре, около гостиницы. Пообедали в ресторане тут же на центральной улице. Обед обошелся, как и везде. Потом погуляли по центру. Хотелось бы посмотреть устройство башен изнутри, но на глаза не попалось ни одного намека на музей, уже позже выяснили, что он там где-то все-таки был. Те башни, которые встречались — обхозяйственные: зачастую к ним пристроена стена жилого дома. Не пойдешь же стучаться и просить хозяев посмотреть башню изнутри. Бродя по улицам Местии, видели фуникулер, оказывается, что здесь есть новый, и продолжает, кстати, строиться, горнолыжный курорт.

Краткая справка из интернет-источников. Горнолыжный курорт Хацвали: продолжительность самой длинной трассы составляет 2600 метров. Сезон длится с декабря по апрель. Не забыли организаторы курорта и о любителях покататься на коньках — здесь есть два прекрасных катка.

Аппетит, как говорится, приходит во время еды. Изначально хотелось просто доехать до Местии. После того, как доехали, возникло огромное желание не возвращаться обратно по той же дороге, а ехать дальше. Тем более что, по отзывам из Интернета, именно там, за Местией начинается самое, что ни на есть интересное. И броды, и перевалы, и грунтовка. Эх… было бы еще хотя бы пару дней, мы бы обязательно проехали эти 150 км дальше. Ну или попробовали бы хотя бы. А так пришлось ехать обратно.

Вернулись в Уреки где-то около 7 вечера. Дорога в одно сторону от Уреки до Местии — приблизительно 250 км — и заняла по времени около 5 часов. Причем, половину мы проехали часа за полтора, а потом, вторую половину, по горному серпантину ехали 3-4 часа.

Расходы шестого дня — 326 лари (прибл. 7000руб.)

• заправка (40 л) — 84 лари
  • обед в Местии (с вином) — 32 лари
  • сувениры — 35 лари
  • жилье за три дня в Уреки с двухразовым питанием — 175 лари

12 июня. Уреки—Кварели (Кахетия).

Ночью, под утро скорее, случилась сильнейшая гроза. В результате у наших хозяев выбило фазу, мы чуть не остались вообще без завтрака. Сегодня нужно было возвращаться в Кварели, к Манане (уже договорились) и с завтрашнего утра вставать на обратный курс через Лагодехи, Азербайджан, домой в Россию. Предварительно выяснили, что дорога через Верхний Ларс всё еще закрыта, а через Южную Осетию вообще никто никого никогда и не выпускал. Оставался один Азербайджан (после прибытия домой, узнали, что верхний Ларс открыли 14 июня, у нас могли бы образоваться целых 2 лишних дня в Грузии).

От восточной до западной границы Грузии всего порядка 500 км. Поэтому за день без особых проблем покрыли это расстояние. Вечером, уже в Кахетии, у родственника мамы (т.е. папы) Мананы, купили грузинского вина и чачи — немного себе, остальное на гостинцы. В общей сложности 9 литров на семью, почти разрешенное количество (в Россию можно ввозить всего 2 литра на человека). Ужин, отдых, завтра Азербайджан и переход границы в Россию. Маршрут по России пришлось пересчитывать, чтобы убирать неэффективно низкие пробеги.

Расходы дня седьмого — 256 лари (прибл. 5500 руб.)

• заправка (65 л) — 144,8 лари
  • обед в Телави — 26 лари
  • ночевка с ужином у Мананы — 55 лари
  • вино домой 7,5 л — 22,5 лари
  • чача домой 1,5 л — 7,5 лари

13 июня 2014 года. Лагодехи (Грузия)—Азербайджан (транзит)—Самур (630 км).

Грузинская граница открывается в 9 утра, поэтому выехали из Кварели, ориентируясь на это время. В приграничном городке потратили оставшиеся 50 лари на фрукты, масло и всякую мелочевку, еще литр чачи докупили.

Грузинскую границу прошли за час. Азербайджанская заняла больше времени, но не намного. Здесь с нас еще взяли по 40 долларов с машины — транспортный налог, блин.

В обратном направлении теперь Азербайджан мы проезжали днем, поэтому рассмотрели то, что ночью было не видно. Особенно после Грузии, Азербайджан производит ощущение очень закрытой страны. Вроде бы почти такие же домики и участки, как в Грузии, но сдавлено всё как-то, закрыто за железными воротами. Нет ощущения свободы, когда дышишь полной грудью не задумываясь. Очень бедная страна, особенно это видно по деревням. Как в городе — неизвестно, мы старались их объезжать. Укрепились во мнении, что туристов в придорожных кафе точно обдирают как липку. На оставшиеся еще с прежнего транзита 6 манад (270 руб.) мы смогли только купить 4 чашки чая с вареньем на блюдце и пиалкой с кусковым сахаром и парой карамелек. По дороге купили пару тандырных лепешек и больше, кроме как на заправках, нигде не останавливались.

К границе подъехали около 10 вечера, встали в очередь из двух десятков машин. Ночь, мягко говоря, оказалась тяжелой: и спать нельзя, и не спать уже не получается. За ворота нас впустили только после 4 утра, но доблестные работники таможни спали еще больше часа. Потом опять та же процедура с выволоком всех сумок из машины.

Расходы за 13.06 (приблизительно 5300 руб.):

• фрукты в Грузии — 40 лари
  • транспортный налог — 40 долларов
  • заправка (95 л) — 57 манад
  • чай в кафе — 6 манад
  • лепешки — 1 манад

Российскую границу прошли за 40 минут и в 6:30 утра 14 июня мы, наконец, были в России. С вином у Фёдора случились небольшие проблемы на обеих границах: на Азербайджанской вдруг выяснилось, что вывозить можно только заводское вино, а на Российской — таможенники попытались отжать 2,5 литра. Всё обошлось, к счастью. В первом случае просто пошли на рентген вещей и как-то получилось, что вино из машины доставать не пришлось. А во втором — Ольга так развозмущалась, что с ней связываться уже никто не решился.

По России в обратную сторону маршрут сложился следующий: Самур—Элиста—Вольск—Октябрьское—Курган—Татарск—Кемерово—Тайшет—Иркутск—Чита.

14 июня. Самур—Элиста (Калмыкия) (733 км).

В Дербенте первым делом нарвались на штраф за пересечение сплошной. Дагестанские гайцы четко следят за тем, чтобы стертая сплошная на какой-то развилке ни в коем случае никогда и никем не пересекалась безнаказанно. Нас наказали на 1500 руб., друзей — на 100 баксов. Это то, что оставалось у каждого в кошельках после Грузии и Азербайджана, до банкомата просто даже еще никто не успел добраться.

Под Махачкалой ремонты. Дорога на Кизляр — плохая.

Расходы за 14.06 ( 4975 руб.):

• заправка (90 л) — 2340 руб.
  • питание — 635 руб.
  • ночевка — 500 руб. (не очень двушка в Элисте за 1000 руб.)
  • штраф за сплошную — 1500 руб.

15 июня. Элиста — Вольск (811 км).

Дороги хорошие только в Калмыкии, как и писала раньше. В Волгоградской области, в Саратовской — либо так себе, либо большие ремонты везде.

Перед Вольском деревни с красноречивыми названиями: Студеновка, Клещёвка, Комаровка, Куриловка.

В Вольске сняли квартиру за 1200, хозяйка — бабулька, которая жутко боялась соседей: просидела в квартире целый час, ждала, когда с лестничной площадки уйдет такая же бабка, как и она, чтобы не нарваться на скандал по поводу сдачи квартиры. Я лично думала, что такое было только в советское время.))) Кроме этого, бабка, узнав, что с нами дети, расстроилась до невозможности и ни в какую не хотела нам верить, что у нас дети нормально воспитанные: двери на ушах не выносят, посуду и окна в чужих квартирах не бьют, подушки не потрошат и тухлыми яйцами с балкона соседей не забрасывают. Нужно было видеть, с каким опасением и облегчением одновременно, она принимала свою квартиру наутро следующего дня. По всей видимости, не спала всю ночь, в чем и призналась потом сама, вздрагивая только от одной мысли, что в её квартире четверо!!! детей, и за всем следят, завидующие её процветающему маклерскому бизнесу, бабки-соседки с нижнего этажа.)))

Вольск:

На одной заправке в Вольске туалет прикольный. Там лампочка с датчиком движения. Правильно, энергоресурсы экономить нужно. Заходишь внутрь, свет загорается. Но ненадолго, совсем ненадолго. Только пристроишься по своей надобности. Он раз! и гаснет. А окошечка нет никакого, даже самого маленького под потолком. И дверь плотненько. Ну и правильно, ты же уже пристроился — мимо не промахнешься. Зачем тебе свет дальше? Не изба-читальня, в самом деле. В общем, либо делай своё дело в полной темноте, либо танцуй — просто помахать рукой лампочке не канает))).

И лежачие полицейские в Вольске — просто неприлично огромные в высоту и по метру в ширину. Не лежачий полицейский, а трамплин просто какой-то.

Расходы за 15.06 (3496 руб.):

• заправка (40 л) — 1296 руб.
  • питание — 1600 руб. (харчевни — 1000 руб., самостоятельный закуп — 600 руб.)
  • ночевка — 600 руб. (приличная двушка в Вольске за 1200 руб.)

Кстати, у Наташки вечером температура поднялась до 38, хотя выяснили это только на следующее утро. Никаких катаральных явлений не было, поэтому дали жаропонижающее и решили понаблюдать дальше. Скорее всего, организм перестрессовал. У неё такое бывает.

16 июня. Вольск — Октябрьское (Башкортостан) (590 км).

Федералка от Вольска — хорошая. На въезде в Ульяновскую область — полная ж…, скорость 70 км/ч и ниже.

Въезжаем в дождь.

За Сызранью — большой ремонт. За Сергиевском дорога разбитая + ремонты и пробки.

Ночевали в Октябрьском — хуже ночевка была только где-то на трассе в районе Первомайского, когда ехали в Грузию. Башкирия, блин. Кстати, башкиры маленькие и плотные. А пельмени у них в магазинах продаются говяжьи, без свинины. Специально для мусульман.

Расходы за 16.06 (5285 руб.):

• заправка (125 л) — 3890 руб.
  • питание — 390 руб.(самозакуп)
  • ночевка — 650 руб. (ужасная двушка в Октябрьском за 1300 руб.)
  • мелочевка — 355 руб.

17 июня. Октябрьское — Курган (917 км).

Про дорогу уже писала: по Башкирии от Октябрьского до Уфы очень достойная, 2-3 полосы в одном направлении, небольшие ремонты никак не влияют на скорость потока. Голодовка в районе Шакши «голодует» до сих пор.

Заехали в Златоуст посмотреть и, если понравится, то и прикупить ножи. Понравились, прикупили. Поехали по адресу на рекламном щите, на Аносова. Магазин прямо на заводе. Пропускают через вертушку, на выходе проверяют документы и чеки. Серьезно.

Еще пофотографировались на стеле «Европа—Азия».

Ночевали в Кургане. Очень понравилась система сдачи квартир. Позвонили предварительно, нам сказали, что будут ждать нас в любое время — оказалось, что работники дежурят по суткам на переоборудованной в офис квартире. Подъезжаешь, дают ключик и белье. В залог за ключ берут всего 300 руб. Утром, или когда тебе нужно, также подъезжаешь и ключик отдаешь: получается, что не зависишь ни от необязательности хозяина (как в Омске), ни от начала работы общественного транспорта (в случае, если тебе квартиру какая-нибудь бабулька сдает). Удобно очень. И люди в Кургане улыбчивые. И делают всё быстро.

Расходы за 17.06 (10490 руб.):

• заправка (90 л) — 2820 руб.
  • питание — 1170 руб. (харчевни — 920 руб., самостоятельный закуп — 250 руб.)
  • ночевка — 600 руб. (приличная двушка в Кургане за 1200 руб.)
  • ножи — 5700 руб.
  • мелочевка — 200 руб.

18 июня. Курган — Татарск (855 км).

Въехали в Тюменскую область — хорошие дороги закончились. До самой Омской области. В Омской — ремонты вокруг Тюкалинска.

Настраиваемся на Бердюжье, ещё 53 км хорошей дороги.

Нынче добрались только до Татарского. Снять жилье в этом городе не смогли. В Интернете был всего один адрес, вызвонили, сказали подъехать за ключом в 9 мкр. Начали искать в навигаторе — нет такого адреса, местные жители тоже в голос подтвердили, что у них отродясь микрорайонов не было. Пришлось снова отзваниваться и спрашивать в каком всё-таки городе сдается квартира, оказалось в Елагино. А сайт усиленно предлагал снять эту квартиру в Татарске. Гостиницы в городе были все заняты (проходил какой-то съезд механизаторов). Кстати, по трассе гостиниц тоже нет. Разместились в комнатах отдыха на вокзале за 350 руб./койко-место (поужинали, кстати, там же). Какой же это кайф спать на свежевыстиранных и выглаженных простынях, когда ты на все 100 % в этом уверен. Макс остался спать в машине — побоялся её бросать на вокзале.

Расходы за 18.06 (5846 руб.):

• заправка (105 л) — 3256 руб.
  • питание — 565 руб.
  • ночевка — 700 руб.
  • мелочевка — 1325 руб.

19 июня. Татарск — Новосибирск — Кемерово (780 км).

Останавливались в Новосибирском зоопарке, показать зверье детям. У них в этом году пара новых аттракционов: двигающиеся и рычащие динозавры и дом вверх дном.

Расходы за 19.06 (6260 руб.):

• заправка (75 л) — 2460 руб.
  • питание — 1575 руб. (харчевни — 1125, самозакуп — 450)
  • ночевка — 750 руб. (достойная гостинка в Кемерово за 1500 руб.)
  • прочие — 1475 руб. (зоопарк)

20 июня. Кемерово — Тайшет (937 км).

Расходы за 20.06 (5086 руб):

• заправка (115 л) — 3595 руб.
  • питание — 891 руб. (харчевня)
  • ночевка — 600 руб. (нормальная двушка в Тайшете за 1200 руб.)

21 июня. Тайшет—Тулун—Иркутск (673 км).

Из Тайшета наши друзья выехали раньше на час, чем мы, им нужно было обязательно доехать до Иркутска часов до 16-ти, чтобы повидаться с родственниками. А мы не знали еще, где будем ночевать: в Иркутске или доберемся до Слюдянки. Родня живет и там, и там. Знали только точно, что обедать будет в Тулуне.)))

Расходы за 22.06 (5846 руб.):

• заправка (75 л) — 2443 руб.
  • прочее — 600 руб. (мелочевка + гостинцы в Иркутск)

22 июня Иркутск—Посольское—Чита (1132 км).

Вышли на финишную прямую. В 5:20 выехали из Иркутска. Уже даже особо не задумывались, где будем ночевать. Однозначно знали, что это будет Забайкальские край, а там уж как Бог пошлет.

Где-то по дороге купили омуля горячего копчения и слопали его на берегу Мантурихи (одна из речек, впадающая в Байкал).

Потом заехали еще в Посольское, купили омуля заводского посола на гостинцы. Не стали уже ждать, когда вытянут невод, посмотрели, что монастырь всё еще ремонтируют, а кладбище, где похоронена посольская миссия — уже облагородили.

На заднем фоне — мужской монастырь в Посольском.

Байкал.

В кафешках не останавливались, ели то, что положили родственники в дорогу. В принципе, это здорово сэкономило нам время.

Где-то после Улан-Удэ заехали на заправку, там оказался необычный туалет: не поймешь куда идти, то ли в «М», то ли в «Ж» — хозяину заправки удалось сломать шаблон. Под буквой «Ж» написано «жентельмен», под «М» - «мадам»))).

Всё-таки решили добраться до дома. По дороге еще заехали на оз. Арей, тем более еще солнце не село.

Приехали домой уже около 2-х часов ночи. Всё, путешествие закончилось. В следующий раз, а он непременно будет, в Грузию на самолёте и там арендовать машину.

Расходы за 22.06 (3574 руб.):

• заправка (72,5 л) — 2574 руб.
  • прочее — 1000 руб. (омуль тут же)

Итак, итоги путешествия Чита — Грузия — Чита:

- длительность — 28 дней, из них 21 — дорога, 7 дней — в Грузии

- пробег — 17710 км, из них по Азербайджану — 1230 км, по Грузии — 1650 км.

- расход топлива — 1984 л

- средний уд. расход нашего Паджерика — 11,2 л/100 км

- общий бюджет (вместе с подготовкой авто) — 163,5 тыс. руб.

в том числе

- расход на топливо — 64,0 тыс. руб.

- расходы на питание — 25,4 тыс. руб., в т.ч. 15,5 тыс. руб. — в кафе.

- проживание — 15,5 тыс. руб. (с учетом, что делили пополам на две семьи)

- штрафы — 4,3 тыс. руб.

- таможенные расходы при переходе Азербайджана — 3,9 тыс. руб.

- прочие расходы — 27,6 тыс. руб.

- подготовка и обслуживание машины — 12,6 тыс. руб.

- гаджеты — 10,2 тыс. руб.

- среднесуточный расход (без гаджетов и подготовки машины) — 5,3 тыс. руб./сут.