Проект «Записки из Бурятии», часть 4. Улан-Удэ и окрестности

18.07.2014 | 9874 просмотра

В Бурятию пришла весна, расширив наши возможности для путешествий, сделав их еще более яркими и интересными. Даже те места, где мы уже бывали, заиграли новыми красками, представляя эту благодатную землю в новом свете. В рамках проекта читатель увидит Бурятию во все времена года и сможет оценить красоту этих мест с разных ракурсов.

Наш автопарк пополнился новым автомобилем: Тойота Авенсис, отзыв о котором я обязательно оставлю на страницах дрома.

В остальном ничего не изменилось, нас пятеро, и в свободное время мы путешествуем по Бурятии, все больше влюбляясь в нее.

Итак, поехали!

30.03.14. Иволгинская острая сопка Байн Тугад. В этот день мы решили посетить знаменитый Иволгинский дацан, центр буддизма России. Подъезжая к Иволгинску, заметили необычную гору, возвышающуюся над селением.

На склоне горы белыми камнями выложена мантра (молитва) «ом мани падме хум», что переводится как «о дивный цветок лотоса». Какое имеет значение эта мантра не знаю, но гора нас заинтересовала, и мы решили ее исследовать.

Когда мы доехали до подножья горы, стало понятно, что место это необыкновенное. В тот момент мы ничего не знали о горе, поэтому многое не увидели, но даже то, что попало в поле зрения, пробудило в нас живой интерес.

Забрались на первый ряд скал, кустарники вокруг повязаны «маринами» — кусочки шелковой материи, вязанье которых является определенным обрядом у буддистов.

В расщелинах и небольших пещерах обнаружили остатки жертвоприношений, монетки, ритуальные принадлежности.

Позже, почерпнув в интернете много интересной информации о горе, мы вернулись туда еще раз, чтобы внимательно ее исследовать. Поэтому есть весенние фото, а есть начала лета.

Местная легенда гласит: жили когда-то в этих местах три богатыря и колдун, которые не могли никак поделить власть, но колдун оказался хитрее, заманил богатырей на гору и превратил в скалы. Скалы на самом деле напоминают человеческие фигуры.

Передохнув, полезли дальше, и вот мы на вершине.

На вершине находятся два объекта: научный — геодезическая тренога, и религиозный — буддистская ступа. Ступа — это символ просветленного ума Будды.

Вид с высоты открывается потрясающий.

О происхождении сопки и ее значении во все времена ходило много легенд. Но исторически доказано, что некогда у подножья горы была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди. Для защиты от непогоды они разводили костры, и потому все входы закопчены. В свое время пещера была исследована известным советским археологом, академиком А.П. Окладниковым. Им был обнаружен небольшой грот с довольно высоким куполовидным потолком. На сводах и потолке были многочисленные рисунки, выполненные красной краской. Древний человек был хорошим художником, он запечатлел на скалах свои занятия и жизнь сородичей, сцены охоты, фрагменты некоторых военных действий, отдельный людей, зверей и птиц. Но со временем входы в пещеру оказались засыпанными и завалены крупными глыбами. Последний вход в пещеру был завален в результате землетрясения в 1950 году.

Во время второго посещения горы нам удалось найти заваленный вход в пещеру и петроглифы на ее стенах. К сожалению, традиция местного населения оставлять жертвоприношения превратила это место в настоящую помойку из сладостей. Петроглифов почти не осталось, поверх исторических артефактов современные горе-художники нанесли свои надписи. Табличка с просьбой не сорить и не писать на стенах памятника археологии никак не спасает от вандализма.

Существует поверие, что у сопки есть два хозяина — мужчина и женщина. Женщина-шаман часто посещает это священное место. Одна из легенд о величественной горе Баян-Тугад гласит: хозяйка этой горы — всадница в развевающемся на ветру белом платке на вороном коне.

Нашли еще несколько небольших пещер, но все они завалены, остались лишь небольшие расщелины, уходящие вглубь горы. Все входы очень сильно закопчены, копоть со временем стала прочной, как лак, наверное, когда-то в пещере жарили мясо мамонта. :)

Наши машины внизу:

Иволгинский дацан находится в 35 километрах от столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ, основан в 1947 году.

Главные ворота дацана:

На протяжении длительного времени Иволгинский дацан был резиденцией Центрального духовного управления буддистов России и его главы Бандидо-хамбо-ламы. Прежде чем войти в храм, необходимо обойти территорию дацана по ходу солнца, вращая при этом хурдэ — молитвенные барабаны. Каждый поворот барабана равнозначен многократному повторению молитвы.

Основное культовое здание, главный храм Иволгинского дацана, построен и освящен в 1972 году. Внутри храма центральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуя Будды в позе, призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент, предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли с просьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой или Сатаной. Вокруг статуи изображены 16 найданов — подвижников, ниже статуи Будды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто не имеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке.

На территории Иволгинского дацана находится также малый храм, субурганы — ступы, которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея со священным деревом Ботхи, крупнейшая в России и Сибири библиотека буддийских текстов. Основная часть старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языки они не переведены.

Мне лично ступы напоминают космические корабли инопланетян... Внутреннее убранство храмов очень яркое и замысловатое, некоторые божества откровенно страшные.

Архитектура конечно, просто сумасшедшая... все яркое, многоуровневое, многослойное.

Ежегодно в Иволгинском дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы. В феврале празднуется Новый год по восточному календарю — Сагаалган. Главный хурал лета — это праздник Майдари. На праздник Майдари-хурал или бодисатва Майтрейя собирается значительное количество верующих. Церемония продолжается несколько дней, кульминацией становится шествие вокруг храма со статуей Майдари под удары барабанов, звон бронзовых колокольчиков — хонхо и медных тарелок, звуки длинных труб — ухэр-бурэ. Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и его статуя, которую несет на руках один из лам.

В Иволгинском дацане хранится главная реликвия всех буддистов, хотя это даже не реликвия, это чудо, не разгаданное современной наукой — тело ламы Даши Доржо Итигэлова, который был главой российских буддистов до революции. В 1927 г. он ушел в мир иной при выполнении определенных ритуальных действий: собрав своих близких учеников, он сел в позу лотоса и попросил их исполнять буддийскую молитву «Благопожелание уходящему». Ученики удивились, что должны читать эту молитву живому человеку. Тогда Итигэлов прочитал молитву сам. А перед этим он оставил своим ученикам завещание: сказав, что уходит на тысячу лет, он попросил поднять его через 75 лет, чтобы убедиться, что он жив. В сентябре 2002 года состоялось вскрытие саркофага, в котором находился Итигэлов, в присутствии руководства Буддийской традиционной сангхи России и медицинских экспертов. Всеобщее удивление вызвала прекрасная сохранность тела вопреки времени и необратимости физического распада. Итигэлов по-прежнему сидел в той же самой позе лотоса, которую принял, медитируя, при уходе из жизни. Он был не просто внешне узнаваем, но у него были обнаружены все признаки живого тела: мягкая кожа без каких-либо оттенков гниения, сохранились на месте нос, уши, закрытые глаза, пальцы рук и так далее. Ученые не могут пока дать объяснение этому феномену. Как человек, погребенный в 1927 году, смог сохранить в своем теле искорку жизни?! Исследования, проведенные в 2004 году, не смогли дать ответ на этот вопрос, но было доказано, что образцы взятых на анализ тканей (четыре волоса с головы, срез ногтя с пальца правой ноги, частички кожи) соответствуют состоянию ЖИВОГО человека. Изумленные эксперты пришли к выводу, что состояние, в котором находится Итигэлов, не относится ни к одному из трех известных состояний (мумификация, «торфяное дубление», жиро-восковое), позволяющее сохранить труп после смерти. Ученые тогда назвали феномен Итигэлова «четвертое состояние смерти». А буддисты стали называть это чудо «драгоценное неиссякаемое тело». Нам посмотреть ламу не удалось, нужно было для этого договориться с настоятелем монастыря, но мы не буддисты и тревожить человека из-за любопытства, мы не стали.

Самый первый храм монастыря:

Камень «исполнения желаний», нужно с определенного расстояния идти к нему с вытянутой рукой и закрытыми глазами, загадав желание. Если рука коснется камня, желание сбудется.

На территории дацана:

Ушла в нирвану:

Ну и, конечно же, сувенирные лавки:

Мы впервые побывали в буддистском монастыре, впечатлений масса. Очень интересно познакомиться с другой культурой и религией.

На обратном пути было запланировано посетить « город Гуннов», это раскопки древнего города, который был разрушен в результате военного нападения аж в 1-м веке нашей эры. По оценкам археологов это была северная столица могущественной империи Гуннов, которые воевали с римской империей. Гунны были в основном кочевниками, но в этом городе жили оседлые люди, которые занимались ремеслами и изготовлением оружия. Более подробно о городе можно узнать здесь: http://www.visitburyatia.ru/places/section-146/item-340/

«Отцы» Улан-Удэ всерьез подумывают о том, чтобы благодаря древнему городищу состарить город на 2 тыс. лет и сделать, таким образом, его самым старым в России.

Такое я пропустить не мог!!!

С автострады М55 стоит указатель на город Гуннов. Но съехав с трассы дальше, никаких указателей и вывесок мы не обнаружили. И хоть я и смотрел по спутниковой карте перед этим и понимал, что раскопки где-то рядом, мы так ничего, кроме нескольких свалок, не нашли. Потом еще раз смотрел по спутнику, мы ездили практически в черте древнего города…

Где-то здесь…

Доехали до горы Толгой, подножье горы вдоль Селенги всегда считалось сакральным местом, где проводились древние шаманские обряды. Но мы тогда этого еще не знали, увидев шатры, обрадовались, думали, археологи. Подойти к шатрам нам не дали, когда спросил про гуннов, они не поняли, сказали — мы не местные. Позвали местного паренька, тот ничего внятного объяснить не смог, говорит — где-то здесь копали когда-то, а ходить здесь нельзя, идет обряд. Поедете на гору — обязательно киньте монетки. Делать нечего, поехали на гору, кинули, конечно, монетки. Стояли на горе и слушали, как стучит шаманский бубен…

Ступа на горе:

Авенсис забрался на самую вершину:

Вдали город на 2 У.

Красивейшие виды р. Селенга:

По преданию здесь находился сторожевой пост гуннов.

Немного об Улан-Удэ:

Улан-Удэ, столица республики Бурятия. Первое поселение на устье реки Уды, где она впадает в Селенгу, было основано в 1666 г. В 1678 г. был основан Удинский острог, который прикрывал торговые караваны в Китай от налетов кочевников. В 1775 г. поселению был дан статус города и имя Верхнеудинск. В 1934 г. город переименован в Улан-Удэ, что в переводе с бурятского языка значит «красная Уда». В настоящее время это современный город, в котором проживает 416 тысяч человек. На въезде в город установлена скульптура «Гостеприимная Бурятия».

В городе очень много статуй, памятников, скульптурных композиций. Архитектура также очень разнообразна и интересна. К сожалению, нельзя выложить все фото, но надеюсь, те, что я отобрал, создадут впечатление о городе.

Государственный русский драматический театр имени Н.А. Бестужева:

Дацан Хамбын Хурэ:

Самая большая скульптура головы Ленина, в простонародье «башка», на площади Советов.

Театр оперы и балета:

Пока дописывал отчет, прошло время, наступило лето, поэтому последние фото уже летние.

Одигитриевская церковь:

По улицам Улан-Удэ медведи не только ходят, а еще и пристают к девчонкам:

Улица Ленина, местный Арбат:

Танцы на улице:

А.П. Чехов в бытность свою объездил многие города Сибири, бывал и в Верхнеудинске:

Тогда о будущей столице Бурятии Чехов написал: «Верхнеудинск — миленький городок», а «река Селенга — сплошная красота!».

Над городом на «Лысой горе» расположен еще один дацан « Ринпоче Багша».

Вокруг дацана устроена дорожка длиной около километра — «дорога жизни», на ней находятся 12 беседок, каждая из которых соответствует животному по восточному календарю.

В лесной части пути носятся белки, их так много, что карапуз, шедший рядом стал кричать: «Мама, белки атакуют!».

Прогулка удалась приятной, вернувшись к дацану, мы попали на начало буддистской службы.

Монотонное гортанное пенье, удары в барабаны, звон тарелок и еще каких-то инструментов то нарастает, то стихает. Долгое сопровождение такой музыкой введет в транс кого угодно…

А внизу живет своей жизнью Улан-Удэ:

Город очень разноплановый, здесь смешалась современность и история, культура запада и востока, а национальный колорит придает ему свою изюминку.

5+++ Спасибо!
Обузданная мысль приводит к счастью...

на Востоке
Красивые фото+ хорошие описание = положительные эмоции и желание путешествовать!
Мечты материализуются- люди, думайте о хорошем!!!

Красивые фото!
TLC-100

Отлично, опять хочу в Улан-Удэ. ( 2 раза был там)
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом."

класс

Приятно было почитать и посмотреть. Еще там не был.

Не хило! Знакомых встретила в отчете...занимательный рассказ)))
Не важно что ты видишь...важно - как ты на это смотришь...

Хороший отчет. Два года назад путешевствовал этим же маршрутом, как будто заново побывал в иволгинском датцане.

Отличные фото, познавательно. много нового узнала.

Чистые машины, мало кто ( в отличие от Иркутска) ездит без бампера, или с заклеенными скотчем разбитыми окнами.

на автоматической заправке затупили, очередь за нами выстроилась - никто даже не посмотрел неодобрительно.

особо порадовало отсутствие гостей из средней азии и кавказа. прямо бросается в глаза.

общее ощущение - именно такое, как у авторов данного отчета. светлое, спокойное... хорошо там.

класс очень понравилось!
Мой отзыв: Mitsubishi Outlander 2013

В книге И.Ефремова "Лезвие бритвы" перевод этой фразы немного другой: "сокровище - в цветке лотоса". Может, это он не точно перевел, не берусь судить.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

Усть-Кут
Лучник:
Может быть в том источнике где я узнал перевод, он не верный, тоже не берусь судить :) Всем большое спасибо за комменты ! завтра выезжаем на "Бурфест" :)))

noname38:
...в начале лета первый раз была в Улан-Удэ, до сих пор под впечатлением. Солнце, солнце, солнце.... и люди не такие невротичные, как в Иркутске; интересная архитектура.
Раз десять был в Улан-Удэ, и правда - постоянно солнце, ни одного пасмурного дня не помню. По поводу улан-удэнцев: никогда не было ощущения, что приезжаю, извиняюсь, в провинцию, люди, живущие там, всегда мне казались в чем-то особенными, не знаю, почему. Про одну встречу с интересным человеком выпишу несколько строк из дневниковых записей 92 года: "Когда летел в самолёте в Улан-Удэ, познакомился со слепым коммерсантом. На посадке в Иркутске меня какой-то парень попросил сопроводить в самолёт молодого человека в черных очках и с тросточкой, сказав, что он слепой. Я взял его за руку и помог сесть сначала в автобус, везущий пассажиров до самолёта, а потом помог занять ему место в самолете, и сам сел рядом с ним. За время полёта познакомились. Зовут его Эрдэм и фирма его тоже называется "Эрдэм". Ещё он является председателем одной из буддистских общин в Улан-Удэ. Рассказывал про "тёрки" с местной братвой, как ему удалось благополучно пережить все их наезды. Сказал, что как себя поставишь, так к тебе и будут относиться. Рассказал, что слепой он не от рождения а в результате взрыва поджиги в его руках, я знаю, что это такое, сам в детстве баловался этим. В общем, трагичная история с ним произошла, но он вызывает огромное уважение, т.к. не упал духом, ещё и фору многим зрячим даст. Он показал мне какое-то свидетельство, которое ему вручил какой-то монах из какой-то южной страны, в нём ему присвоили тибетское имя, очень странно, но оно мне чётко врезалось в память, как перед глазами вижу сейчас этот документ. Имя было написано латинскими буквами: Gonchog Palpar, но он произнёс его как "Гончиг Бальбар". Сказал, что монголизированное имя так звучит. В конце сентября он едет на всемирный буддистский конгресс в Берлин. Есть у него так же приглашение в Стокгольм. Так же в Монголию собирается на днях съездить. Там у него живёт дядька, он какой-то буддистский вице-президент. Дед у него был соратником барона Унгерна, благополучно дожил до 90 лет. В улан-удэнском аэропорту мы зашли в кафе, съели по шашлыку и выпили по два стакана вина за знакомство, он дал мне свой телефон и мы распрощались. Такие вот случаются знакомства в дороге." Это было, как я сказал, в 92м году, был я молодой и наивный и верил тогда всему, что мне говорят. Не знаю, поверил бы я сейчас такому рассказу.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

noname38:
Отличные фото, познавательно. много нового узнала.
Мой отзыв: Subaru Outback 2004

Колчедан:
Какое милое ошибочное мнение о суровом городе.
Суровый город, не буду спорить: Вам виднее. но для гостей он милый, чистый, приветливый

Усть-Кут
Колчедан:
- как зловеще звучит! :)
Не знаю, за 8 месяцев прибывания здесь успели побывать в разных ситуациях, разных местах, в разное время и бывало во всяком состоянии ( веселиться мы тоже любим ))) не разу не сталкивался с какой-либо агрессией. Я конечно не в "розовых" очках смотрю на этот город, "пацанчики на райончике - чекавона! " - есть в каждом городе нашей необъятной, ну и что? Сами может когда-то такими были )) к тому же родом я оттуда, где концентрация лагерей и тюрем не так давно была может одной из высоких по стране и сейчас наверное каждый четвертый гражданин мужского пола отсидевший... Когда в первый раз я приехал в У-У, в разговоре с одним уважаемым человеком, я задал ему вопрос: как тут насчет криминала, как нац. вопрос? На что он мне ответил: нормально, как везде, то Ванька бьет Баирку, то Баирка Ваньку, но вы же не будете ходить по сомнительным заведениям в поисках приключений...
С национальным вопросом не сталкивались - мое мнение его нет. Да есть гопота, есть наверное и ОПГ - как везде, но что это по сравнению с тем что было в 90-е?
Для меня одним из первых критериев чистоты и порядка в городе является наличие-отсутствие упоротых торчков на улице, так вот, в отличии от некоторых более крупных и богатых городов, где довелось бывать в последнее время, в У-У я не видел ни одного висящего торчка на тяжелом, канабизом балуются, водочку кушают, пивасик, но еще раз повторюсь - НЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ ГДЕ ЛИБО.
В целом, это спокойный и милый город, люди вежливые и доброжелательные, на дорогах, что немаловажно для нас автомобилистов, нервоза нет.
Вообще, в Бурятии не так много промышленности и работы, при этом хорошие условия для тур. бизнеса, и я думаю, здравые люди должны понимать, что обстановка в республике должна быть благожелательной для приезжих, ведь от этого зависит благосостояние ее жителей.

Красиво.

Так уж, и проект...

красноярск
классный очет

Город в действительности красив, если раньше лет 15-20 назад уехав на запад не хотелось возвращаться, то сегодня жду не дождусь возвращения в родные края, осталась буквально неделя и я покину Хакасские степи и вернусь в свою таежную озерную степную)))
Мой отзыв: Honda Partner 1997

Это родина моя - в поле каждый колосок - всех люблю на свете Я)))

Нормальный отчёт,молодцы.

Алтай
Два года назад был в Улан-Удэ.Город понравился.Люди доброжелательные.У нас небыло навигатора, приходилось расспрашивать местных-ни кто не отказал.

5+,красиво!

АвантЮра58:
Таких маршруток, как на фото, кстати теперь на улицах больше нет, т.к. запретили перевозить пассажиров на старых микроавтобусах.

Хороший отчёт,хорошие фотографии.

Спасибо за подаренные воспоминания:-) Бурятия-таинственная и интересная:-)

Сообщений: 19524
замечательный отчет ! :) всю жизнь здесь живу, а на горе возле Иволгинского дацана не была ,вот теперь хоть фото увидела ,спасибо :)