Грузия за 10 дней, или Автопробег Новосибирск—Грузия—Армения. Часть 3

24.06.2014 | 9537 просмотров

Из Вардзии держим путь в Кутаиси.

По дороге в Кутаиси.

Нам надо, вообще, попасть в Батуми и из Ахалцихе (Ахалцихе — это населенный пункт, вблизи которого находится Вардзия) есть дорога до Батуми, но она через перевалы, горная, без асфальта. Местные жители не советовали по ней ехать, это долго и может быть опасно.

Дорога до Кутаиси — живописная: зелень изумрудная, очень густая растительность.

Сплавы на реках в Грузии далеко не редкость. По дороге в Кутаиси.

Цветение акации. По дороге в Кутаиси.

Где располагаются деревушки, местные жители продают гончарные изделия: всевозможные глиняные кувшины, стаканы, пиалы и т.д. Но надо отметить, что все изделия — незатейливы, без росписи или дополнительных украшений.

Один из рыночков по дороге в Кутаиси.

По дороге в Кутаиси. Строительство моста.

Дорога в Кутаиси.

Кутаиси встретил нас дождем — пасмурно и сразу невесело. Заплатили 5 лари местному таксисту — он сопровождает нас на улицу, где располагаются отели и гест хаусы…. Поднимаемся круто вверх. Отель Элеганти. Окна нашего номера выходят на город — вид вечернего Кутаиси завораживает!

Вид на Кутаиси с веранды отеля.

На веранде быстро организовали небольшой перекус на грузинский лад — вино, сыр нескольких видов, свежайший ароматный хлеб, маслины. Аппетит приходит во время еды и захотелось чего-то посущественнее! Спрашиваем хозяйку о том, можно ли что-то заказать в номер. Доставки еды нет, но ее родственник едет в город и может привезти нам наш заказ — заказываем 2 хачапури . Пока ждем гонца, пущен в ход домашний еще запас провизии — черный бородинский хлеб, банка тушенки, хренодер. )))) Оказывается, уже соскучились по русской еде. Настолько хорошо, что не хочется ложиться спать!

Ночной Кутаиси.

7 мая 2014 г.

Выехали из Кутаиси около 10 утра в сторону Пещеры Прометея. По дороге немного заплутали. Благодаря методу «язык до Киева доведет» — проехали козьими тропами. Проезжали город Тцалтубо — город оставил странное тяжелое впечатление. Роскошь природы рядом с заброшенными и некогда прекрасными зданиями — скорее всего, здравницы и санатории. Некоторые дома выглядят полностью заброшенными — при более тщательном взгляде становится понятно, что часть квартир заселена, часть стоит заброшена, зияя глазницами окон без стекол. Город-призрак! Доезжаем до Пещеры Прометея.

Экскурсия включает в себя 1400 м пешком внутри горы — сталагмиты и сталактиты подсвечены разными цветами, играет классическая музыка.

Внутри горы.

Затем 400 м едем на лодках по горной речке — внутри горы также.

На лодках по реке, которая течет внутри горы.

Наша лодка только что выплыла из небольшого отверстия в горе.

Экскурсия в Пещеру Прометея закончена.

Этот вид экскурсии совершенно новый — пещеру открыли для посетителей в 2012 году! Радостное и легкое чувство охватывает, когда выезжаешь на лодке на свежий воздух с красивой природой.

После Пещер держим путь на Батуми через Кутаиси. Дорогой обедаем — хочется обратить особое внимание на нехватку предложений по общепиту в этом районе Грузии! Мотаешь километры и километры дороги, пока находишь хоть какое-то кафе! Была ситуация, когда в кафе недостаточно еды — например, нас приехало 6 человек, а еды в одном кафе было на двоих! Также некоторые разночтения давно известных рецептов. Так, например, сегодня — в меню значится «солянка». Заказываем и что видим? Густой гуляш дико-дико острый! Более того, едят его вилкой, а не ложкой. Так что перед заказом еды — лучше уточнить ЧТО будет, даже если название хорошо знакомо. Также несколько удивляет подача чая и кофе перед всей трапезой — т.е. сначала чай/кофе, потом основные блюда. Если в кафе предупредить о последовательности подачи, никаких вопросов не возникнет.

Но следуем дальше! А дальше Батуми!

По дороге в Батуми. Низкие тяжелые облака ложатся на горы.

Подъезжаем к Батуми.

Батуми нас встретил туманной погодой и мелкой-мелкой моросью — не назовешь это даже дождиком. Полчаса поиска отеля, и дорога приводит нас в отель «Альбатрос» на самой старой улице города. За номер мы отдаем 60 лари (или 1200 руб.), селимся втроем. Небольшая прогулка по набережной Батуми — смотровая площадка пока закрыта на ремонт. Жаль!

Батуми.

Прокат велосипедов на набережной в Батуми.

Набережная Батуми. Маяк.

Вечерний Батуми.

8 мая 2014 г.

Утром выезд из Батуми — едем в Местию (это столица Сванетии). Дорога по километрам не пугает — доберемся быстро. Не тут то было! Дорога серпантинная, глубочайшие ущелья, дикие бурлящие реки внизу — едем не быстро! Да и просто чарующая красота природы — часто останавливаемся, чтобы сделать фото!

По дороге в Местию.

Дорога в горах Сванетии В долинах между гор располагаются деревушки.

Сванетия.

К вечеру мы в Местии! Знаменитые сванские башни находятся прямо в городе — более того, на территории каждого из участков местных жителей! Останавливаемся в отеле «Сванетия» — вылезают технические неполадки, но сил искать что-то больше нет. Оставляем вещи и идем гулять по городку, точнее сказать, деревушке. Улочки — это наикрутейшие подъемы вверх, естественно, мощеные камнем, как туда-сюда ходить каждый день? В башнях уже почти какая-то современная прилада — то балкончик, то дом подпирает. Есть башня-музей. Пробую подняться наверх — лестница шириной на небольшого человека и почти вертикальная, наверху уже группа.

Около этой башни обнаруживаем мирно сидящего местного дедушку, заводим познавательную беседу.)) Оказывается, эти башни строились не от внешнего врага — это нас удивило, поскольку места действительно дикие, труднодоступные даже в 21 веке! Каждая башня принадлежит отдельной семье на время войны с соседом! Природа и нравы прошлого накладывают отпечаток и на жителей теперешних — впервые мы встречаем в Грузии серьезные настороженные лица! Но туристов по улочкам гуляет много — и русскоговорящие, и англо, и поляки.

Жилая улица в Местии.

Сванская башня.

Местия.

Подсветка башни.

Возвращаемся в номер — ужин (заказывали с собой, когда обедали) решаем скушать на свежем воздухе — двери номеров выходят на внутреннюю небольшую террасу. Нам дают пластиковый стол, приносим стулья из номера — шикарно! Вид потрясающий, воздух — пьянящий! Кстати, в темное время суток — все сванские башни подсвечиваются! Это интересное зрелище, хотя и несколько суровое!

Вид с террасы гостиницы во время ужина.

9 мая 2014

Подъем и катим в сторону Тбилиси. Вернее катит наша часть команды: вторая машина нашей экспедиции едет в Ушгули — там, где сванские башни «на воле», не в окружении деревни. По информации от проводников, ехать туда около 3 часов туда и столько же обратно, дорога не очень.

Сванетия, гора Ушба.

А мы едем по той же дороге обратно — 100 км горной трассы занимают у нас 2,5 часа. Видим, как к реке Ергули подвозят сплавщиков. Смело!

Ергули.

Выехали из Местии в 7::20 утра. В Тбилиси были в 16:30. Останавливаемся там же — в Грин Хаусе.

10 мая 2014 г.

Утро посвящаем покупкам сувениров в Тбилиси — сувениры и кое-какие припасы в дорогу. Предстоит неблизкий путь домой! В качестве одного из видов сувениров купили чучхелы (разные по цене и качеству) — к сожалению, до дома она доехала в непотребном виде: все деформировались и испортились по вкусу.

Чучхела.

Небольшая пешая прогулка по улице Давида-строителя — мы видели ее из окна экскурсионного автобуса, но решили посмотреть не спеша. Мы уже привыкли к своеобразному движению в Тбилиси в качестве пешеходов! Переходов, светофоров, чтобы перейти — пересчитать по пальцам. Уже совершенно нормально, без страха, переходим улицу там, где нам нужно.

Когда-то в доме на улице Давида Строителя жил Лев Толстой.

Прогулка по набережной реки Кура, Тбилиси.

Старый Тбилиси, крепость Нарикала, фуникулер.

В 14 часов выезжаем из Грин хауса — теплое, очень теплое прощание с хозяйкой Майей! Едем в Степанцминду — туда вечером должна приехать вторая часть нашей группы (которая оставалась в Сванетии). Не успели проехать Мцхету (которая лежит в 20 км от Тбилиси), как начался ливень! Учитывая, что грузинские водители не включают на машинах фар, ехали не быстро. Начинаются горы — дождь не прекращается, от самих гор идет пар — впереди и внизу сплошное «молоко». И вот по такой дороге мы поднимаемся выше облаков!

В горах во время дождя.

Проезжаем места, с которых мы только начинали узнавать Грузию! В какой-то деревушке на базарчике отовариваемся фруктами — свежая клубника, черешня, абрикосы! Благодать! В Гудаури остановились в трактире (так гласила надпись) на обед. Впервые за пребывание в Грузии мы покушали на 60 лари на троих (1200 руб.) — но обед стоил того! Сколько ели уже хинкали, но тут они очень вкусные — каждая хозяйка готовит их по-своему! Нам предложили попробовать «хачапури на шампуре» — и красиво, и вкусно! Было так сытно, что думали взять хачапури с собой — не тут то было! Улетела незаметно! К вечеру доезжаем до Степанцминды. На этот раз селимся в отеле — Степанцминда! Очень хорошие условия, красивый вид из окна! Последний вечер в Грузии завершаем грузинским вином, купленным в магазинчике рядом с отелем — вино «Старый Тбилиси»! Приятное, легкое вино! Но даже оно не помогает избавиться от легкой грусти — сказка в Грузии заканчивается!

11 мая 2014

В 6 утра выезжаем из Степанцминды в сторону Верхнего Ларса. Таможни — и грузинскую, и русскую — прошли очень быстро: никаких задержек, проволочек. Мы в России — ДОМА! Но до Новосибирска предстоит еще неблизкий путь. Обратно едем таким же маршрутом, что и ехали в Грузию — Пятигорск, Элиста, Волгоград, Саратов, Самара, Уфа, Челябинск, Курган, Омск, Новосибирск. В среднем в день проходили по 1000 км. Старались использовать время оптимально — короткие остановки на еду, заправку и снова дорога. Интересную вещь про бензин заметили по приезде из Грузии в Россию: в России расход на трассе у нашей машины составляет 13,6 л/100 км (объем двигателя — 3л). При заправке бензином в Грузии на те же 100 км расход иной раз падал до 10,6 л. Хотя стоимость бензина в Грузии составляет около 43 руб./л (2 лари с небольшим), но при таком расходе на 1 км получается выгоднее. 14 мая в районе 21 часа мы въехали в Новосибирск! Вот теперь точно — ДОМА!

Кратко о поездке в цифрах:

— 20 суток в дороге

— 11 300 км проехали

— 10 тыс. руб. потрачено на штрафы (все в России)

Ставрополье в середине мая.

А закончу я рассказ о поездке легендой, которую нам несколько раз с гордостью рассказывали грузины (после поездки в Грузию — нет ни малейшего сомнения в том, что так и было!!):

«Когда Господь раздавал землю народам мира, грузины, как водится, пировали! Да и вообще в их характере — опаздывать. Когда грузины пришли к Господу, оказалось, что все земли уже розданы. Тогда грузины ответили, что опоздали, потому что пили за здоровье Господа и пригласили его поучаствовать в застолье. Господь так замечательно провел время, что решил подарить грузинам землю, которую припас для себя. Земля Господа была несравненной по своей красоте, грузины поблагодарили Господа и обещали всегда беречь ее».