|
Часть первая рассказа о нашем семейном путешествии, начало которому положено в поселке Шкотово Приморского края, была представлена на страницах drom.ru в декабре 2013 года. Путешествие с Приморского до Алтайского краёв признано состоявшимся, рубеж взят, и далее было принято решение о следовании на Кубань.
В предисловии ко второй части хотел бы отметить, что путешествовать по Европе мне не понравилось. Те неприглядные стороны нашей действительности, что нами были встречены по пути, отразились в сознании глухим раздражением, и, описывая дорожные перипетии, я снова и снова ловил себя на мысли, что изливаю на страницы излишнюю и неуместную желчь, откладывал труд и удалял написанное.
Но, как большое видится на расстоянии, так и, по прошествии времени, плохое кажется глупым, страшное нелепым, несправедливое смешным. Посему я ожидал, что плохие впечатления переосмыслятся и позволят мне уложить их в канву повествования, не раздражая уважаемого читателя.
Итак...
Следующей целью турне была назначена станица Калниболотская Краснодарского края. Сам я до знакомства с супругой не подозревал о существовании такого населённого пункта и думаю, что большинство читателей сейчас разделяют моё тогдашнее незнание. Посему дам некую привязку к более известным ориентирам.
Станица эта расположена где-то посередине между городом Тихорецк (который известен благодаря песне, прозвучавшей в известном новогоднем фильме «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, а он останется») и станицей Белая Глина (в этом месте умер отец Григория Мелехова, героя эпического произведения «Тихий Дон»).
Некогда Калниболотская представляла собой крепкий перспективный населённый пункт с работающими рыбхозом, колхозом, птицефабрикой. Сегодня былое величие утеряно, длань перестройки и сопутствующей ей капитализации коснулась Калниболотской и поразила местные веси разрухой и запустением. Население сократилось, по краям станицы пустыми глазницами зияют целые улицы. В ассортименте практически каждого местного магазинчика присутствуют надгробные венки и ленты, население стремительно стареет и скорбный товар этот пользуется постоянным спросом.
Тем не менее, у Калниболотской сохранён задел для возрождения, в станице ещё работают две школы, больница, присутствуют органы власти и местного самоуправления. Для нас же Калниболотская представляла, так скажем, этнокультурную ценность как место проживания родственников и давних знакомых.
Проехать предстояло около 4000 км.
Маршрут пролегал с востока на запад, вектор движения автомобиля сонаправлен с направлением движения солнца по небосклону, соответственно световой день обещал быть более длинным, как и расстояние, проезжаемое за день.
Но с другой стороны большая часть маршрута пролегала по дорогам густонаселённой европейской части страны, что обещало в разы большее количество автомобилей как попутного, так и встречного направления. Буквально накануне я ознакомился с маршрутом фанатов фестиваля «Кубана-2013», следовавших из Барнаула на Кубань, где они отмерили себе на дорогу восемь суток. Мой план был скромнее — шесть.
На Кубань поехали без мальчиков. Старшего отдали в армию (он учится в суворовском, и у него заканчивались каникулы), а младшего, по личной просьбе, оставили в Барнауле (тем более, что через пять дней начинался учебный год, а ему весьма полезно поучиться в городской школе).
С собой взяли малыша, который без мамы никак и старшую дочь для помощи в уходе за малышом.
Учебное заведение, старшего сына находилось в г. С.-Петербург. Стоимость авиабилета из Барнаула составила весомую сумму — около 20 000 рублей, и, учитывая особенности отечественного ценообразования, мы приобрели ему билеты с аэропорта Новосибирска, где цена на рейс почему-то оказалась ниже более чем в два раза — 8 000 руб.
За четыре часа до начала регистрации на авиарейс мы убыли в направлении столицы Сибирского федерального округа. Расстояние от Барнаула до Новосибирска (300 км) преодолели скоренько. После города Бердск я намеревался повернуть на дамбу Новосибирской ГЭС, чтобы через г. Обь выехать к аэропорту, но навигатор, до этого не подводивший, уверенно показал вперёд! — дескать «смелей, я знаю так будет быстрее!».
О том, что навигатор немного не в себе, я понял в центре незнакомого мне Новосибирска, оказавшись в районе железнодорожного вокзала. Навигатор стал сыпать сообщениями «Вы ушли с маршрута» и ежеминутно предлагал свои варианты, которые я бы не назвал разумными.
Находясь в плотном потоке машин и видя, что время, отведённое для прибытия в аэропорт, неумолимо истекает, я начал испытывать некоторое раздражение, перерастающее в панику. Этому способствовало поведение местных водителей, которые вели себя, мягко говоря, некорректно. Новосибирцы активно использовали звуковые сигналы для выражения эмоций, при этом сами не особо утруждали себя соблюдением ПДД. Я чувствовал себя слоном в посудной лавке.
Заприметив сотрудника ГАИ, я подъехал к нему и спросил про дорогу на аэропорт. Получил обширную консультацию, что надо проехать через мост, потом кольцо, ещё кольцо, налево, направо, кольцо, прямо, кольцо держитесь левой стороны, прямо, ну а дальше спросите у кого-нибудь.
Спасибо, дружище, это была очень подробная инструкция, но вскоре, я вновь запутался, и стройная картина рассыпалась.
Еду, ориентируясь по сотрудникам полиции. В этот знаменательный день в Новосибирск прибывал кто-то высокопоставленный, и вдоль дороги на аэропорт через равные промежутки стояли нарядные полицейские — удобно.
За час до вылета прибываю в аэропорт. Прощаемся с сыном, и его уносит лайнер в далёкий (но для нас уже не далёкий, доедем как-нибудь и до туда!) Петербург.
В Новосибирской области отличные дороги, единственно раздражают участки из бетонных плит, вызывающие впечатление неисправности в ходовой части.
Дорога прямая, пейзаж однообразный и время до Омска пролетает незаметно. В Омске упираемся в гигантскую пробку из грузовиков. Чадящие грузовики, выстроившиеся в бесконечный ряд… что там у них? Может быть, я сбился с пути и по окончании пробки увижу гигантский склад?
Пробку я бессовестно объезжаю по обочине, про себя бормоча извинения. В окончании пробки светофор, с выездом на главную, включающийся на краткое время.
Объезжать пробки по обочине — непорядочно по отношению к томящимся в ожидании автомобилистам. Стоящий в пробке терпила, обдаётся дорожной пылью и имеет шанс получить вылетевший из-под колёс камень в лобовое стекло. Эта дурацкая приморская привычка меня всегда раздражала.
Нигде в России, кроме как в окрестностях Владивостока, я не наблюдал у водителей такого нетерпимого отношения к пробкам и свинского отношения к добропорядочным водителям. Во Владивостоке и его пригородах такая добродетель как водительское терпение — не ценится и подвергается постоянной обструкции. Особенно этим грешат представители приморского дворянства, разъезжающие на «джипах» с красивыми номерами. Но оно понятно — люди спешат куда-то срочно решать вопросы государственные, а значит и мои вопросы немножко тоже. :)
Транзитная дорога, проходящая через Омск, расширена за счёт тротуаров, но при этом тротуары закатали вместе с бордюрами, которые, не желая сидеть под слоем асфальта, лезут наружу.
Обращаю внимание на рекламный плакат «Мотель Уют — пожалуй лучшее место на трассе». До местечка Крутинка, где находится мотель, всего 200 км и ещё далеко не вечер, звоню по номеру на плакате и заказываю двухместный номер.
Выехав из Омска, снова упираемся в пробку. Дорога перекрыта, причём движения нет ни в попутном, ни во встречном направлении.
Выхожу из машины, стоит редкая тишина. Вместе с другими водителями гадаем, чем вызван затор. Может быть, железнодорожный переезд, или авария, не дай бог, случилась?
Через минут 20, редким ручейком, стали появляться встречные машины. Выясняем — ремонт дороги. Через час начинают пропускать нашу полосу, встречаем руководителя затора. Он сидит в будочке, включает и выключает светофор, такой же «начальник» сидит в будке через несколько километров, руководит встречной полосой.
Через две недели, на обратном пути, на том же месте мы упёрлись в ту же пробку. За время нашего отсутствия ничего не поменялось.
Взглянув на карту, я увидел неподалёку нитку дороги, которая вела в маленький посёлок, по-моему, Красный Яр, и выводила на ту же трассу немного далее.
Наудачу свернул, оставив собратьев стоять в пробке, и тихонько, опасаясь поцарапать днище, крадусь по буеракам. Проезжаю посёлок и выезжаю на пустынную трассу.
Впечатление апокалипсиса — люди на земле исчезли, стоит брошенная дорожная техника. В полном одиночестве еду по пустой дороге и — вот! Они! виновники многочасового простоя автотранспорта.
Группа лиц кавказской национальности в рабочих костюмах просто тусовалась, общаясь и весело проводя время. Прекрасный солнечный денёк и приятная компания, для полноты картины не хватало скатерти с пикником. Рядом выполнял виртуозные пируэты экскаваторщик. Остальные с интересом наблюдали. Надо сказать, что зрелище было занимательным. Большая махина вставала на ковш, крутила в воздухе одной гусеницей, потом быстро опускала её на землю и крутила другой.
Через пару-тройку километров одиночной езды встречаю знакомую будочку с красным сигналом и вереницу машин с охреневшими от простоя водителями, встречающими меня удивлёнными взглядами.
Я, конечно, не мастер ремонта дорог, но как лицо их активно эксплуатирующее интересуюсь применяемыми технологиями. Какая необходимость перекрывать дорогу?
Группа иностранных граждан перекрывает транспортную артерию страны, имитируя проведение ремонтных работ? С какой целью?
Позже знатоки предложили конспирологическую теорию, которую я, опасаясь обвинений в параноидальном бреде, публикую без ссылки на источник: «Происходит подсчёт трафика. Какое-то государство, допустим член блока НАТО Турция, вложив в подставную компанию определённую сумму денежных средств, выигрывает тендер на ремонт дороги и держит руку на пульсе РФ, изучает пропускную способность дороги, количество автотранспорта, объем перевозимых грузов».)
К 23:00 достигаем намеченного пункта ночлега — Крутинка. Ознакомившись с сервисом, предоставляемым за вполне умеренную сумму (2000 рублей за три спальных места), мы обрадовались — вот оно! чувствуется приближение цивилизованной Европы! Это было действительно лучшее место из тех, в которых нам приходилось останавливаться. Удобно, качественно и доступно. Гостиница сделана по современным стандартам, карточка-ключ с функцией управлением электропитанием номера, душ, телевизор, заасфальтированная, освещаемая стоянка, и прочие ништяки.
Наивно ожидаем, что дальше по маршруту с ночлегом всё будет ещё более лучше и гораздо гораздей!
Утром, знатно выспавшись, позавтракав, с отличным настроением въезжаем в Тюменскую область.
С интересом осматриваю новые для меня места. Недавно увлёкся чтением альтернативной истории. С придыханием читал труды Фоменко, Носовского и прочих повествователей о Великой Тартарии и её столицах Великой Тюмени, Ишиме. Мне представляется, что когда-то здесь в древние времена кипела жизнь, стояли города с мощными укреплениями, стены которых можно и сейчас, обладая определённой фантазией, рассмотреть на Google Map.
Через некоторое время влетаем в бездорожье.
Участок разбитой дороги довольно длинный. Около 30 километров, объезжая бугры и канавы, напряженно всматриваясь в пылевую завесу, плывём в большом автомобильном косяке, состоящем из транспорта разного калибра.
С воодушевлением встречаю новый ещё без разметки асфальт, обгоняю старенький ЗиЛ и останавливаюсь около двух аборигенов, наверно, потомков древних ариев, некогда населявших эти места.
ДеЖаВю, стойкое ощущение, что где-то, что-то подобное со мной уже происходило.
Один абориген, худощавого телосложения, одет в форму старшего лейтенанта полиции. Второй упитанный лейтенант — сидит в машине.
Абориген берёт в руки книжечку с описанием нарушения и санкций по нему и пальцем показывает на сумму 5000 рублей. Знак «Обгон запрещен», совместно со знаком, ограничивающим скорость до 50 км/ч, оказывается, находился в начале отремонтированного участка.
Я осматриваю сотрудника и патрульную машину. Замечаю, что стоящие в машине камеры направлены не на мою, а на встречную полосу. В то же время вижу, у сотрудника в разрезе куртки блестит глаз миниатюрной видеокамеры.
Говорю:
— Оформляйте бумаги.
Мне:
— Хорошо, права мы у вас забираем, в заявлении укажите в какой адрес выслать материалы по делу.
В руках у полиционера возникла времянка, а меня пробил холодный пот. Если у меня заберут права в Тюменской области, я вполне вероятно могу им «сделать ручкой».
Знакомый сотрудник полиции рассказывал, что страна наша давно не является единым образованием с точки зрения силовых ведомств. Если заберут права где-то вдалеке от больших городов, то никто не будет заморачиваться с высылкой их в твой адрес, составлением сопроводительных писем и проч.
Вполне вероятно, что права просто потеряют, а на твои запросы и жалобы, в лучшем случае, получишь формальную отписку.
(Кстати, говорят, что права на дороге с 1 сентября 2013 года больше не забирают, только через суд. Очевидно, законодатель, принимая такое решение, был в курсе текущей ситуации.)
Мозги заработали в авральном режиме. Сотрудник вроде бы как намекает…… Принимаю решение давить на совесть.
— Я законопослушный гражданин, проехал 8 тысяч километров, везу детей, и ни один сотрудник ГИБДД не готов предъявить мне претензии. Вы не найдёте на данном участке трассы более осторожного и внимательного водителя.
(Прим. авт. — «Я законопослушный гражданин» фраза из одноименного фильма, кто не видел очень рекомендую).
Мне с сарказмом:
— Это всё очень замечательно, вот примерно так вы судье всё и расскажите.
— Уважаемый, вы наказываете детей, кто будет возить мою ораву в школу, больницу, в тот же магазин? Наказывая лишением прав меня, вы лишаете семью возможности передвижения, реализации жизненно важных прав и функций. Ваше наказание выходит жестоким и несоизмеримо с тяжестью проступка.
— Ну, у меня тоже есть дети… — говорит он мне.
— Тогда вы, как отец должны понимать мою ситуацию.
— Так давайте решать, как мы с Вами поступим?
Я говорю магической фразой Галустяна:
— Понять, простить и отпустить.
— Нет, так не пойдет. Как мы с Вами поступим?
— Я прошу вернуть права и отпустить меня.
Наступила пауза….
— На море, отдыхать, небось, едете?
— Нет, в деревню детей везу деду с бабушкой показывать, на машине еду, деньгу экономя, билеты нынче беспримерно дороги.
Сотрудник рисует в протоколе превышение скорости, и возвращает права.
Отмечаю пользу от общения с Тюменскими сотрудниками полиции. Позже я ещё несколько раз (особенно в Краснодарском крае) встречался с такой же подставой (установленный после ремонта дорог временный знак, запрещающий обгон), и как бы ни хотелось обогнать, невзирая на благоприятную дорожную обстановку, я теперь «обжегшись на молоке (2 раза!), дул на воду». Ну и в целом стал собраннее и внимательнее смотрел на обочины, что считаю позитивным рефлексом.
Через 10 километров на повороте авария. Старенький микроавтобус Noah лежал в канаве на обочине, а на середине дороги распластался покорёженный ярко-синий седан. С водительской стороны легковушки виднелась безвольно повисшая коротко стриженая голова и нелепо торчала, указывая вверх, зажатая рука погибшего. Ситуация ясна — превышение скорости на повороте, вынос на встречку.
Не там господа полицейские несли в этот день службу, не тем местом думали, и не теми делами занимались. Не увлекались бы вы ловлей одуревших от бездорожья водителей, не заметивших хитрый знак, глядишь, доехал бы до матери сын, до жены муж, до детей отец.
После была Курганская область. Несмотря на наличие крупных предприятий машиностроения, местность неприглядна и бедна. Автопарк 45 региона во многом представлен старенькими жигулями девятой и восьмой модели. Они напоминали мне стайки мух по своей назойливости и суетливости. Маломощный двигатель жигулей не позволял быстро набрать скорость для манёвра, и на обгон они решались, когда полностью уверены в отсутствии встречки. Наиболее удобным считают обгонять, пристроившись за другим автомобилем.
У меня же, в виду правого руля, другая привычка. Перед обгоном я, включая поворотник, чуток выезжаю на встречную полосу, осмотреться, и, в случае благоприятного расклада, жму на педаль газа, выходя на опережение, или же возвращаюсь на свою полосу. При этом я всегда замечал три-четыре пыхтящих Курганских жигуля, повторяющих мои движения, подобно хвостику.
Остановились перекусить в кафе близ г. Мишкино. Медвежье название населённого пункта запомнилось после посещения уборной. Уличный туалет не предполагал возможности его посещения, так как был с горкой наполнен фекалиями, щедро присыпанными опилками.
Такое вот «Утро в сосновом бору». Ещё г. Мишкино известен смерчем «Горыныч», который промчался над сею весью в 1909 году, причинив значительные разрушения и жертвы.
В сумерках проехали краем город Челябинск. Памятуя о скором ночлеге, просматриваю по навигатору гостиницы по маршруту движения.
В ближайшей перспективе наблюдаю гостиницу «Русь» в районе Чебаркуля, звоню по указанному номеру, однако никто не берёт трубку.
Через некоторое время обнаруживаю, что местность сменилась на гористую — начало Урала. Уральский хребет мне хотелось проехать в светлое время суток, останавливаемся и звоним ещё раз в гостиницу «Русь». С третьей попытки удалось дозвониться и забронировать номер. Оказалось, что мы проехали лишних 20 км.
«Русь» являет собой комплекс из нескольких предприятий гостиница, кафе, стоянка и проч. У каждого свой владелец, что создаёт неудобства при оплате.
Номера гостиницы, в которую мы прибыли, располагались на втором этаже столовой, в которой, несмотря на позднее время, вилась непрекращающаяся очередь из голодных путешествующих. Девушка-кассир вертелась, как белка в колесе, принимала, рассчитывала, выдавала заказы, но количество страждущих, ввиду того, что постоянно подъезжали новые посетители, не уменьшалось и составляло постоянное число в 9-10 человек. Рядом с кассой стоял телефон, который временами жалобно звенел, но звонки оставались без внимания — теперь понятно, почему мы дозвонились с пятого раза.
Эта же «многорукая» девушка распоряжалась номерами.
Я представился. Кассир, на мгновение отвлекшись от потока клиентов, отправила меня на стоянку. На стоянке охранник отправил меня в другую гостиницу, где был кассовый аппарат. Оплатив, с квитанцией, я прибыл к охраннику, который написал мне что-то на бумажке. Эту бумажку я принёс кассиру в столовой. После чего с меня были взяты 2000 рублей плюс 500 рублей залога и выдан ключ с зелёным брелком. Эта неуместная волокита вытянула из нас последние силы и, пожевав беляши с чаем, мы завалились спать в зелёном номере.
Над заведением общепита организовано три номера, различавшиеся по цветам: розовый, желтый, зеленый. Душ и туалет общие, в конце коридора. Телевизор не показывал, wi-fi был, но с нулевой скоростью. Четыре кровати, поставленные в два ряда с узким проходом между ними (да, и ещё телевизор!).
Стоило это унылое безобразие те же 2 т.р., что и в «Уюте». Как выяснится позже, я напрасно ворчал на гостиничный комплекс «Русь». Нам далее случилось встретиться с гораздо более колоритными экземплярами гостиничного сервиса.
Наутро нам предстояло преодолеть Уральский хребет.
В районе Златоуста я обратил внимание на странного продавца стеклоомывающей жидкости. Он стоял перед одинокой бутылкой и размеренно совершал однообразные движения руками, словно делал зарядку, широко замахивая их за спину и быстро смыкал перед собой, хлопая в ладоши.
Через некоторое время я опять увидел другого человека, который махал руками по ходу движения потока машин. Делал он это так же энергично и старательно, как будто своими движениями подталкивал автомобили. Казалось, что прекратит этот молодец свои конвульсии и всё движение на трассе затихнет, и машины застынут на месте.
В совершенно безлюдном месте я увидел девушку, которая олицетворяла собой сгусток нервов. Мы в это время двигались за грузовиком медленно, на подъём, и это позволило внимательно рассмотреть её. Она стояла у обочины, все члены тела были напряжены, спина расправлена, правая рука согнута, запястье плотно прижато к предплечью, а указательный палец был поднят вверх. Глаза её горели безумием и каким-то нечеловеческим животным страданием.
Чур меня! Подумалось мне. Вспомнил уральские преданья про нечистую силу (возьмём, к примеру, свежий фильм — «Перевал Дятлова»).
Моё волненье прояснил плакат, встретившийся вскоре. За точность не ручаюсь, но примерно такого содержания: «ВОДИТЕЛЬ, ВНИМАНИЕ! В ЭТОМ РАЙОНЕ РАСПОЛОЖЕН ПСИХНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР!».
В наших краях была такая практика, когда из-за недостатка финансирования, нечем было даже кормить больных, и неопасных выпускали в люди на самостоятельный прокорм. Однако я думал, что такие подходы ушли в небытиё с лихими девяностыми. А тут, видишь ли, осталось, даже на плакат разорились (наверно, чтобы в случае весьма вероятной трагедии сказать: «А мы же предупреждали»).
Это опасно, больные идут к обочинам, и велика вероятность их гибели, особенно учитывая, что одеты больные в откровенные лохмотья, кто в серую робу, а кто в заношенный камуфляж, и если бы не их энергичные движения, я не обратил бы на них внимания.
Думаю, что был бы толк, ежели одеть страдальцев в одежду со светоотражающими вставками. По аналогии с сотрудниками полиции. Во-первых, достигается их личная безопасность, а во-вторых, повышается безопасность на дорогах в целом. Ибо сам вид сотрудника ГИБДД у проезжей части (иногда даже картонная фигура его) дисциплинирует водителя, зело бодрит и повышает внимательность.
Это, конечно, грустная шутка, видать не всё в порядке в нашем государстве.
Уральские торговые развалы. Продают ножи, самогонные аппараты, ну и тот же шмурдяк, что и везде по стране. Изделия из уральских камней ныне наводнили все города и веси и теперь продаются даже у нас на рынках Приморья.
Едем по Уралу дальше — впечатление затяжного спуска, причем я не помню, чтобы этому предшествовал подъём. Как будто Сибирь находится на высоком плато, а Европа глубоко внизу.
Отсюда мне понятно желание древних людей называть Урал страной богов (у «Ра») или раем. Выходит что рай наверху, а я спускаюсь в запад (в западню), т.е. соответственно в ад. Об этом очень интересно написал Сергей Алексеев в «Сокровища Валькирии».
На выезде с Урала чётко видна граница между Челябинской областью и республикой Башкортостан. Памятная стела «Челябинская область» представляет собой ржавый покосившийся остов гигантских букв серого цвета. Стела, обозначающая начало Башкортостана сияет свежестью, разноцветными красками и золотой статуэткой какого-то национального символа или героя, венчающей произведение. Практически все башкирские населённые пункты встречают стелами подобного аляповатого оформления. Заметно лучше качество дорог, чистота населённых пунктов и культура водителей.
Надо сказать, что с начала Урала и далее на запад началось какое-то свинство. Водители тихоходных транспортных средств, какими обычно являются грузовики, не пропускают прочих участников движения, даже имея такую возможность. Нагруженный транспорт, на узкой дороге, двигаясь 40 км/ч, собирает за собой гигантскую вереницу машин. Ни мало не мучаясь совестью, отдельные представители грузового семейства, пишут у себя на корме «Понимаю, потерпишь!».
Ознакомившись позднее с содержанием интернет-форумов типа http://www.dalnoboi.ru/, где трудяги руля обсуждают особенности своей жизни полной трудностей и лишений, я поразился злобности отдельных персонажей. Оказывается, многие испытывают сильный дискомфорт, когда их обгоняют — более быстрое транспортное средство вызывает неприязнь, желание наказать, проучить.
Чего только стоит такой совет «бывалого дальнобойщика»: «Если какой-то урод при обгоне сигналит или включает дальний свет, то скидывай его с трассы». (Включение дальнего света ночью при выходе на обгон предусмотрено правилами дорожного движения, и я, к примеру, часто этим пользуюсь, предупреждая обгоняемого о своём манёвре и освещая себе полотно дороги.)
В Приморье, Сибири водитель большегруза съедет на обочину, пропустив более быстрых сотоварищей, подмигнёт правым габаритом, когда ситуация благоприятна для обгона, покажет левым габаритом, ежели обгонять не стоит. Здесь в Европе, учитывая большую загруженность дорог, эти качества были бы как нельзя более кстати, но увы. Вместо этого имеем войну на дорогах, отсутствие понимания и уважения к другим участникам.
В самарской области мы явились свидетелями одного из показательных эпизодов дорожной войны (видео не моё, осторожно, в ролике нехорошие слова).
Водители грузовиков заняли обе полосы на подъёме.
В то же время водитель джипа, чья скорость была в два раза выше, возжелал срочно обогнать тихоходов и лихим, бездумным манёвром, спровоцировал столкновение.
Эта была страшная своей нелепостью, случившаяся на ровном месте смерть.
Мы увидели уже последствия аварии, случившейся минут за пять до нашего прибытия.
Зрелище было ужасным и надолго врезалось в память. Впоследствии я узнал, что нашли автомобиль, спровоцировавший столкновение и скрывшийся с места происшествия, но личность водителя чудесным образом установить у полиции не получилось.
После Башкирии кратковременно наблюдалось искажение временного континуума, это была Татария, где время на навигаторе скакнуло сразу на два часа, а после выезда из этого субъекта федерации вернулось на своё место.
В Саратовской области с воодушевлением встретили Волгу, кусочек которой тянулся вдоль дороги (точнее, одно из водохранилищ, разлившееся на месте этой некогда великой русской реки).
Хвалынский район Саратовской области порадовал сосновым бором. Увидеть леса, а особенно хвойные, в этой традиционно степной, продуваемой ветрами области, я не ожидал.
Остановились в Хвалынском районе у кафе Теремок, посмотрели телевизор, неплохо покушали. Там же на территории гостиница с интересно оформленным участком в виде лабиринта каменных изгородей и голубятней.
Вдоль дороги выстроились продавцы мёда и его производных, а также яблок.
С одним из них я, имея свободную минутку, разговорился. Пожилой торговец рассказал, что стояние у дороги с надеждой заработать копейку его не радует. Укорял себя и своих односельчан, что бездумно растащили на паи земли и имущество колхоза. И если раньше он сдавал свои излишки на переработку в колхоз, то теперь он хоть и землевладелец, и урожай имеет богатый со своих яблонь, но деть его некуда. Колхоза нет, перерабатывающее производство разрушено.
Сами они яблок уже объелись и соседние области закормили, и многие готовы избавиться от своих садов. (Напомнило легенду про царя Мидаса, который выпросил у бога Диониса возможность превращать всё вокруг себя в золото, а после проклял этот дар). Ежели желаете, этих яблок я фуру Вам завтра загружу. Думал разбогатеть на мёде, даже установку по его взбиванию приобрёл, однако сбыт в Саратовской области наладить не смог.
Да…, а у нас отечественных яблок в магазинах нет, всё Китай и США, а они вот, яблоки, здесь в Саратовской области гниют.
У этого мужичка оказался интересный подход к ценообразованию, вся его продукция имела цену 100 рублей. Различались только тара. Простой мёд продавался в пол-литровых банках за 100 рублей, а какой-то особенный мёд, взбитый воздухом, продавался за те же 100 рублей, но уже в 200 граммовых банках. Мы купили у него мёда разных сортов и ведро вкуснейших ранеток за 100 рублей (ели их три дня).
Проехали Самару по объездной дороге через какой-то посёлок со стандартным названием Красный Яр (у многих крупных городов ютится под боком поселок с таким названием).
Миновали родину отечественного автостроения и проехались по плотине старинной Жигулевской ГЭС.
Далее навигатор завёл нас в Сызрань и заставил прокатиться по улочкам и закоулкам города. Поплутав по Сызрани, мы узнали, что там производят вертолёты, и функционирует соответствующее учебное заведение. Большое громоздкое здание, крышу которого венчали гигантские буквы ТЯЖМАШ, видом своим сообщало, что советский промышленный задел сызранцы сохранили и преумножили.
Ранее я думал, что завод ТЯЖМАШ находится в Сибири и был удивлен, обнаружив его здесь, и польщен возможностью находиться рядом с ним.
Именно о нём пел очаровательный Трофим в песне «Эх, дал бы кто взаймы».
Вон, говорят, в Сибири на заводе "ТяжМаш",
Мужики тачают гири, деньги делят на шабаш,
Наши танки стали легче, стал короче миномет,
Но зато намного крепче, мускулистее народ.
Также в Сызрани сохранилась старая часть города, и мы некоторое время, плутая во внутренностях города, имели возможность наблюдать быт россиян конца 19-го, начала 20-го века.
После чего я влез в настройки навигатора и отключил сервис — пробки. Это хитрое устройство 4 дня назад считало с Интернета дорожную ситуацию в целом по стране, хранило эту диспозицию у себя в памяти и на основе давно устаревшей информации давало нам советы. Чем и объяснялась наша экскурсия.
Ночлег нашли за Сызранью в кафе у Егора. Цена ночлега такая же, 2000 рублей за трёхместный номер. Хозяева — представители какого-то горного народа. Разместившись, выяснили, что в помещениях кафе принято курить, поэтому от услуг кафе отказались, ужинали в номере. Туалет, душ на этаже, вода — тонкой струйкой и только холодная. Душем не пользовались, так как на большом окне туалетной комнаты, выходившем во двор, отсутствовали занавески и, моясь, начинаешь понимать, как чувствует себя рыбка в аквариуме.
Надо сказать, что остановиться в этом месте заставило нас отсутствие иного более-менее приемлемого ночлега. Накануне мы посетили ещё пару мест, нас не устроивших. В местах общего пользования грязно.
Корю себя за нетолерантность, но истины ради вынужден отметить, что и там хозяевами гостиниц были представители южных народов.
Один раз в этот вечер попалась «русская» гостиница, но она была полна народу, оставался только люкс с весьма высокой ценой, выходившей за рамки нашего бюджета.
На обратном пути после Волгограда мы вновь были вынуждены ночевать в «южной» гостинице, которая ярко подтвердила мой негатив. Надо сказать, что свободных мест в гостинице не было, три этажа забиты под завязку. Не было также белья, душ и туалет этажом ниже и находились в запущенном состоянии, девчонки умыванием в оном побрезговали.
Стоимость номера составила 2000 рублей. Деньги взял очень подвижный и коммуникабельный смуглый человек. Надо ли говорить, что учёт и регистрация постояльцев не ведётся, сопроводительные документы не выписываются, машины на стоянке не охраняются.
Это не гостиница, а золотое дно. 10 номеров на втором этаже по 2,5. т.р за ночь, плюс 10 номеров в мансарде по 2 т.р. за ночь. Итого 45 тыс. рублей за ночь. При постоянном спросе, минимум издержек на гигиену, бельё и обслуживающий персонал, плюс не надо заморачиваться по поводу налогов, учета постояльцев-то нет.
На полах грязь, потолок поеден грибком.
Попытки возмущаться купируются ссылкой на какого-то хозяина, коего сейчас нет, а они не при чём, они всегда так делают, убираться им нечем, а чистое бельё кончилось.
Для сравнения повторю снимок гостиницы аналогичной ценовой категории с посёлка Крутинка Омской области.
Гостиница в сибирском посёлке Крутинка Омская область, 2000 руб.
Гостиница в Европейской части РФ, Волгоградская область, 2000 руб.
Ночуя в т.н. «южных» гостиницах, я ложился спать около двери, приводил в готовность и клал в изголовье свой скромный арсенал.
Надо ли говорить, что после этого я лично и другим путешествующим советую по возможности избегать ночлега в местах, на которых имеются непонятные надписи: типа намаз, халал. Это пишут нечестивые, бессовестные люди. Для меня это знак, что здесь вам не рады, вас ожидает халатное отношение, антисанитария и хамство.
Конечно, ислам молодая религия, но думаю, что и у приверженцев этого учения должны возникнуть вопросы к гражданам, использующим элементы религиозных культов таким образом.
Для примера, если вы человек с православным вероисповеданием, то вас приведут в оторопь следующие слова, поставленные в один ряд:
«Столовая, Душ, Исповедь, Причастие, Вода, Прием платежей».
Как говорится — найдите лишнее слово!
Бездорожье Волгоградчины. Качество дорог отвратительное. Как говорится — «бросай руль, машина никуда из колеи не денется».
Единственным городом, не имеющим объездной дороги и через который проходит транзитный транспорт, явился Волгоград. 30 километров проходят по центру города.
Было большое желание посетить «Родину-Мать», в итоге, пытаясь приблизиться к скульптурной композиции, мы потеряли полтора часа в бесконечной пробке, и, разочарованные, повернули обратно. В другой раз.
С чувством облегчения покидаем бесконечный Волгоград.
Наступила ночь, до цели оставалось 400 километров, решили ехать до упора.
В вечернем сумраке вдоль дорог, проходящих через многочисленные станицы, выстраивались жители с табличками, плакатами, стендерами. Некоторые подключали к табличкам подсветку, отдельные выкладывали на фанерных досках светящимися гирляндами буквы: «НОЧЛЕГ НЕДОРОГО». Теряюсь в догадках об успешности и рентабельности этого бизнеса.
Всех дальнобойщиков с наступлением темноты остановили на посту ГИБДД, где их выстроилась длинная цепочка. Инспектор проверяет путёвки и если видит, что водитель грузовика ехал весь день, запрещает дальнейшее движение, оставляет его до утра на отдых.
Дорога свободна.
Стали встречаться поразившие нас, официальные информационные стенды, установленные от имени полиции, «ВНИМАНИЕ! ГРАБЕЖИ НА ДОРОГАХ!».
И всё.
И куда деваться бедному водителю.
Что делать?! Куда мне засунуть это «ВНИМАНИЕ»?
Ежели есть такая проблема, как банды грабителей, с которыми органы не могут справиться, то я хотел бы прочитать на плакате порядок действий подвергнувшегося ограблению, номера телефонов полиции и прочую информацию.
Иногда стенд «грабежи на дорогах» дополняла самодельная табличка «Ночлег. Недорого». По-моему, этим заведует одна и та же контора, и мы явились свидетелями иезуитского маркетингового решения.
Позже в разговорах с местными жителями мне обрисовали одну из схем грабежей, которая получила распространение в этих местах. Полагаю, что читателю будет полезно ознакомиться и иметь в виду.
Около дороги устанавливается старенький жигулёнок, носом зарывшийся в кювет. У машины беспомощно вздымает руки пожилой бедолага-крестьянин. Вы, добрая душа, останавливаетесь, пытаетесь ему помочь. Одновременно с вашей остановкой из-за поворота выезжает ещё один жигуль, паркуется рядом с вами. Из машины выходят подельники. Один из них прокалывает вам колесо, другие предлагают отдать им имеющиеся у вас ценности и деньги (как вариант один выталкивает вместе с вами жигуль, а вторые шарятся в вашем салоне). Как-то так.
Встречавшиеся встречные водители (через одного) заранее переключались на ближний, а, сблизившись, буквально за секунду до встречи резко врубали дальний, ослепляя и причиняя болезненные ощущения.
Даже не знаю, что они хотели этим до меня довести?
В третьем часу достигли станицы Калниболотской. Ужинаем и спать. На дорогу от Барнаула до южных границ России ушло 4 дня.
В станице мы пробыли неделю. Проехались по окрестностям, посетили родственников и памятные места.
В Краснодарском крае часто встречались такие знаки.
Ветеринарный контроль. Это очень действенная мера по развитию крупных агрокомплексов, для которых хозяйства местных жителей составляли конкуренцию.
Ещё лет пять тому назад в каждом дворе жили хрюшки, курицы, индюки. Жители питались свежим собственноручно выращенным мясом, пили парное молоко. Ныне всё это в прошлом. Но есть и положительные стороны — отсутствие мух и посторонних запахов, которые являются неизбежным побочным эффектом свиноводства, и коих в былые времена было в великом множестве. Сейчас воздух в станицах чист и прозрачен.
Люди плюются, делятся друг с другом небылицами про стероиды и ГМО, но покупают магазинное мясо.
Очень мало японских праворуких машин, и в людных местах любопытные часто спрашивали, а что за машина, а что за 125-ый регион. Небрежно отвечаю: «Владивосток» и победно удаляюсь под восхищенные «Ни хрена себе!» (для справедливости надо сказать, что ряд товарищей, познакомившись поближе, крутили пальцем у виска).
Два раза на дорогах юга России встречал 25 регион и один раз 27 (Хабаровск). Узнавая друг друга на трассе, мы сигналили и моргали, обозначая радость встречи.
Обратно до Барнаула ехали уже 5 дней, пришлось учитывать, что при езде на восток световой день меньше.
Путь домой всегда кажется короче.
Наверно, вследствие моего субъективного восприятия стало казаться, что солнышко засветило ярче, воздух стал чище, мотор заурчал мелодичнее.
На обратном пути запомнилась ночевка в Башкирии, где в гостинице с затертым названием «Вояж» мы нашли довольно приличный недорогой номер и хорошую кухню.
Наиболее удобным для путешествия участком мне показалась именно Башкирия, хорошие дороги, адекватные и вежливые водители.
На границе Курганской и Тюменской областей остановились в гостинице «Иртыш».
С нами рядом ночевал какой-то чудной дядка из-за границы. Машина его являла разрисованный и расписанный французскими словами шиньон. Насколько позволяли мои знания языков, я прочитал, что дядька путешествует пешком, и то ли уже пробежал, то ли поставил себе цель пробежать 28 тысяч километров. Когда мы подъехали, ближе к ночи, постоялец уже спал, а утром шиньона уже не было. Часам к 11 мы встретили его бегущим по трассе, а за ним следовал его автомобиль.
Там же нам было видение из прошлого. Советская автозаправочная станция! Из современности там присутствовала только модерновый слоган «Мы открылись!».
По пути нам часто попадались цыгане. Нарядно и вычурно одетые на таких же безвкусных и дорого выглядящих автомобилях, они стояли у обочины, и, имитируя поломку, пытались остановить своих жертв. В своем великом желании наживы отдельные их представители чуть ли не бросались под колеса. Работали в паре, одни ловили на твоей полосе, а чуть подальше другая такая же кавалькада «пасла» встречную сторону.
Во время нашей ночевки в п. Чаны Новосибирской области, в пригостиничное кафе подъехал цыганский табор. Окна нашего номера выходили во двор, куда они загнали машины, и нам доставляли некое неудобство и беспокойство их громкие речи, которые они громко вели, очевидно о чем-то споря, на своём тарабарском языке. Позже часть из них зашла в кафе, но кушал только один молодой парень, который заказал себе ужин из трех блюд, а остальные, даже дети, довольствовались пирожками с чаем. Их было много, и пока разогревали их скромную еду, они сидели и грустно смотрели на окружающих. А у молодого человека, наверно, был сегодня удачный день.
В Новосибирской области часто встречались участки проведения ремонтных работ. Но задержки по этой причине отсутствовали или были минимальны. Чувствовалось, что подрядчик с уважением относится к водителям, и при планировании работ, уделяет внимание обеспечению бесперебойного движения.
Запомнилась беседа с пожилым дорожным рабочим, остановившим поток машин. Чувствовалось, что ему неловко, он извинился, просил обождать пять минут. Заполняя возникшую паузу, работяга начал зачем-то рассказывать про свою жизнь, которая пролетела для него незаметно, и оглянуться он не успел, как дочка, бывшая ещё недавно забавным младенцем, выросла и скоро он станет дедом, и уже задумывается перебраться в «могилевскую губернию».
В Новосибирске решили ехать через плотину Новосибирской ГЭС. По пути к дамбе, следуя через город Обь Новосибирской области (практически пригород Новосибирска), наблюдали длинный плакат с легендарной фразой: «ДА ЗДРАВСТВУЕТ ТО, БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ, МЫ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО!».
Да богатые люди живут в Новосибирске, со своими причудами.
Новосибирская ГЭС и Обское море. По фотографии похоже на бескрайний океан.
В Барнаул прибыли вечером.
От отпуска оставалось ещё недели три, и мы жили другой, городской жизнью. Дети ходили в школу. Мне доставляло необъяснимое удовольствие, выезжать по утрам из узких дворов и, толкаясь в пробках вместе с другими барнаульцами, отвозить детей на занятия, забирать их в обед. Как говорится, лучший отдых это смена деятельности или, в данном случае, окружения.
На Дальний Восток отправились во второй половине сентября. В районе Кемеровской области начал срываться снежок, холодная погода, предвестница зимы, сопровождала нас до перевалов Байкала.
Температурный минимум мы пережили в городке Усолье-Сибирское, перед Иркутском, где мы сильно замерзли, ночуя в какой-то придорожной гостинице.
Монотонность пути прекрасно помогали скрасить аудиокниги. В пути мы с удовольствием ознакомились с творчеством Роберта Шекли, короткие фантастические рассказы которого, скроенные как аудиоспектакли, оказались интересны для всех поколений.
В Бурятии климат начал теплеть, и пропорционально нашему приближению к точке начала путешествия, становилось всё комфортнее и теплее. Мы не только ехали домой, мы убегали от дыханья зимы, обратно в лето.
В районе Сбегов, двигаясь на скорости около 100 км/ч, наехали на пирамидку из кусочков асфальта, «заботливо» выложенную (или по велению неведомых природных сил внезапно возникшую) посередине дороги. Сильный удар, используем эстакаду для осмотра.
От наезда на пирамидку погнулась балка, глушитель оказался прижат этой самой балкой к верху. Теперь при больших оборотах двигатель издавал гудящий рёв, и из-под днища вылетали газы. Помогало во время обгонов — при наборе скорости водитель обгоняемой машины издалека слышал звуки летящего дракона.
Участки дороги с так называемыми «амурскими волнами» (неровности на асфальте с большим радиусом кривизны), на которых мы прыгали в начале пути, были частью отремонтированы. Но всё равно приходилось учитывать это опасное явление.
Гостиницы, которые мы наблюдали в процессе постройки, теперь принимали постояльцев. В одной из них, в Ерофей Палыче, мы ночевали. Красиво, но сделано наспех, в помещениях пахло Китаем (материалы и дизайн), проводка в номерах на 12 вольт, отчего лампочки на 230 В светили очень тускло, не почитаешь перед сном. В компенсацию неудобств нам разрешили бесплатно помыться в душе.
Следуя от Ерофей Палыча до следующей ночёвки (посёлок Вяземский Хабаровского края), мною был поставлен личный рекорд — 1400 км за рулём. Возникло впечатление, что не только я получил бесценный опыт вождения, но и автомобиль обвыкся, прочихался и стал выдавал чудеса скорости и выносливости.
На обратном пути снова фотографируемся у знаковой надписи. Считаю, что каждый водитель России должен иметь фотографию отсюда (это как «вырастить дерево, построить дом…»).
В Приморье на въезде в Лучегорск нас опять останавливают внимательные сотрудники ГИБДД. Проверяют пристёгнуты ли дети, замечают повреждённый глушитель, предлагают услуги своей эстакады. Вежливо отказываюсь, едем домой.
На подъезде к Уссурийску в пробках и пылевой завесе, едем через грандиозное дорожное строительство. К вечеру прибываем в Шкотово.
Дома стояло позднее лето. Море было ещё тёплое, и купальный сезон мы застали в его завершении.
Да…. а Сибирь в это время заметали снега. А на Кубани собирали виноград. Собрал свой поспевший урожай и я.
Приморский Шкотовский виноград. Непригляден на вид, но имеет чрезвычайно насыщенный и оригинальный вкус и для здоровья весьма пользителен.
По итогу, на одометре прибавилось 22 000 км. При диагностике ходовой части автомобиля выяснилось, что потекли передние стойки (новые, в июне ставил), порван пыльник на рулевом наконечнике, на заднем колесе обнаружена грыжа.
Honda Step WGN… Аналогов этому автомобилю я не нашел, иные все проигрывают, кто по цене, кто по надёжности, а кто по вместимости. Настоящий семейный автомобиль — небольшая квартирка на колёсах.
Самые лучшие, теплые и прекрасные слова заслуживают машина и её создатель. Хонда — гордость Японии.
До встречи на дорогах страны.