Новая авантюра пенсионеров: Красноярск — Страсбург — Париж — Амстердам — Красноярск на Toyota Raum 2003

15.04.2014 | 22757 просмотров

Это отчет о поездке на автомобиле по маршруту Красноярск — Москва — Вильнюс — Варшава — Потсдам — Страсбург — Блуа (замки Луары) — Париж — Руан — Брюгге — Гент — Антверпен — Амстердам — Кельн — Потсдам — Варшава — Вильнюс — Минск — Москва — Красноярск. За 35 дней мы проехали 16 500 километров. Надеемся, что отчет будет интересен и полезен путешественникам всех возрастов, так как дает возможность сравнить плюсы и минусы различных способов поездки в Европу.

Возможно, кому-то отчет покажется затянутым, излишне подробным, даже занудным. Если читателю будет не интересен процесс замысла и подготовки путешествия, он может сразу перейти к разделу 2 «От Красноярска до Москвы», а если не интересны впечатления от российских дорог, то сразу к разделу 3 «От Москвы до Потсдама».

1. Планирование и подготовка путешествия.

В сентябре 2012 года мы вдвоем с супругой исполнили свою мечту — совершили путешествие на арендованном автомобиле из Праги через Баварию, Швейцарию, Францию, Андорру в Испанию, где посмотрели Мадрид, Толедо, Сарагосу, Барселону, Жерону и Фигерас. Возвращались в Прагу через юг Франции, Италию, Австрию с осмотром всего интересного, что было по пути. Путешествие заняло 30 дней, прошло почти без происшествий. Отчет о путешествии был опубликован на Дроме 28 марта 2013 года под названием «Авантюрное путешествие пенсионеров: Прага — Мадрид — Прага за 30 дней».

Но у нас осталось чувство неудовлетворенности, потому что по причине нехватки времени из первоначального плана путешествия пришлось исключить Париж. И вот желание увидеть Париж толкнуло нас на новую авантюру. Мы решили поехать на своем автомобиле из Красноярска во Францию. Это решение было принято после долгих колебаний, пришлось взвешивать все плюсы и минусы разных вариантов поездки.

Одного Парижа нам было мало. Тратить довольно большие деньги только на посещение одного города было жалко. Хотелось увидеть и другие достопримечательности Франции — замки Луары, побережье Нормандии. А там и Бельгия рядом, да и Голландия недалеко. Такое путешествие можно совершить только на автомобиле. Рассматривали два варианта. Первый — перелет в Париж или в один из городов Бельгии с арендой автомобиля. Второй — совершить всю поездку на своем автомобиле.

Аренда автомобиля в Париже или Брюсселе очень дорогая для пенсионеров, а если с полной страховкой — то и вообще неподъемная. Можно было бы повторить вариант с арендой автомобиля в Праге, где стоимость аренды меньше, но Прагу мы уже хорошо посмотрели, да и не хотелось постоянно переживать за каждую царапину на чужом автомобиле. И главный аргумент против аренды автомобиля — это то, что самолетом можно перевезти не более 23 кг багажа на человека, поэтому приходится ограничивать свои желания при покупках. А на своей машине можно вывезти сколько угодно всяких покупок.

Учитывая транспортные расходы прошлогодней поездки, произвел примерные расчеты стоимости разных вариантов нового путешествия. Получилось так, что авиабилеты для перелета двух человек в любой европейский город и обратно плюс расходы на аренду автомобиля будут стоить не меньше, чем стоимость поездки на своем автомобиле от Красноярска до Шенгенской зоны и обратно, даже с учетом расходов на гостиницы, питание, бензин, дополнительное ТО автомобиля.

Основным минусом варианта поездки на своем автомобиле была необходимость преодолеть почти 4 500 км до Москвы и столько же обратно. Учитывая наш возраст и состояние здоровья, ежедневный пробег мог составлять 700 — 800 км. Получалось, что надо потратить не менее 12 дней на дорогу по России в обе стороны. Поэтому собственно на поездку по Европе оставалось только 20 — 25 дней. Зато большим плюсом такого варианта является возможность ехать на привычной удобной машине и взять с собой все необходимое для комфортного отдыха, а также привезти домой без проблем все покупки.

Супруга сначала была категорически против поездки на своем автомобиле. Ее пугали плохие дороги, засады ГИБДД, пьяные и недисциплинированные водители и т.п. Однако постепенно она успокоилась и согласилась с этим вариантом, но решили так, что она из Красноярска до Москвы и обратно будет лететь на самолете, а я проеду этот маршрут на автомобиле один.

Таким образом, главный принципиальный вопрос о способе поездки был решен, путешествие запланировали на сентябрь, и началась непосредственная подготовка. Стали думать, какую визу и как будем оформлять. Основной целью поездки были Франция и Бельгия, несколько дней отвели на Германию, но ни в одну из этих стран красноярский визовый центр визы не оформляет. Через коммерческий визовый центр оформлять дорого, ехать для оформления визы в другой город не хотелось. Конечно, можно было пойти на обман, оформить испанскую визу и ехать совсем в другие страны, как делают многие, о чем даже не стесняются сообщать в своих отчетах. Испанскую визу мы оформляли в прошлом году, поэтому повторное получение такой визы трудностей не представляло. Однако совесть не позволяла начинать путешествие с тупого обмана. На наше счастье, красноярский визовый центр начал принимать документы для оформления визы через Литву. Поэтому подкорректировали план поездки так, чтобы во Франции, Германии и Литве количество дней пребывания было одинаковым — по 7 дней, а страной въезда в Шенгенскую зону указали Литву. При таких условиях визу можно получить через посольство Литвы.

Оформили новые загранпаспорта, приобрели медицинскую страховку за 3860 рублей. Дополнительно застраховали свою жизнь и здоровье от несчастных случаев. Забронировали через Букинг отели на все дни пребывания за границей, получили и распечатали подтверждения. Отели выбирали так, чтобы было недорого (до 70-80 евро), обязательно была парковка, хорошие отзывы, оценка не ниже 7,5. Получилось так, что все выбранные отели были не в центре города, некоторые — в пригороде. Поэтому для каждого города изучили схему общественного транспорта и особенности пользования им, а так же составили перечень достопримечательностей, которые хотели посмотреть. Заранее купили супруге авиабилеты от Красноярска до Москвы и обратно за 12 240 рублей. Из возможных аэропортов Москвы выбрали Внуково, чтобы ближе было к Минскому шоссе.

За 2 месяца до поездки подали документы на литовскую визу в визовый центр, приложив к анкете старые загранпаспорта с визами, план поездки, копии документов на автомобиль, подтверждения о бронировании, медицинскую страховку, справку из банка о наличии денег. Через две недели мы получили наши загранпаспорта с полугодовыми визами. Оформление виз обошлось нам в 5 224 рубля. Страховку на автомобиль (грин-карту) оформил позже, дней за 20 до поездки, за 2 950 рублей.

Купил в дорогу электрохолодильник «Ezetil» емкостью 32 литра с питанием от прикуривателя и от сети. Холодильник оказался удачным, он понижал температуру внутри на 12-14 градусов по сравнению с наружной температурой. В навигаторе «Гармин»» обновил карты Европы и России. Видеорегистратор «Каркам QX2» купил специально для поездки по России. Его особенность в том, что он позволяет переписать интересующий фрагмент видеозаписи (например, при ДТП) прямо в автомобиле на другую карту памяти, которую можно сдать в качестве доказательства. Примерно за месяц до поездки стал интенсивно испытывать всю электрическую аппаратуру, при этом выявлялись различные проблемы, которые надо было устранять. Пришлось повозиться с электроприборами, но в дальнейшем они работали безотказно.

Путешествие мы совершили на автомобиле TOYOTA RAUM 2003 года выпуска с пробегом на начало поездки 132 тысячи км. Это автомобиль с правым рулем, двигатель 1,5 литра, 109 л.с., АКПП, его производят только в Японии и для Японии, где он позиционируется как автомобиль для пожилых людей. В Сибири и на Дальнем Востоке RAUM хорошо известен и довольно популярен. При общей длине 4,04 м автомобиль внутри очень просторный. Например, расстояние между спинками переднего и заднего сидений можно увеличить до 1 метра, как в длиннобазных версиях представительских Мерседесов или Ауди. По типу кузова его можно классифицировать как укороченный универсал. Дверь багажника открывается вбок, как у холодильника, а задние двери сдвижные, одна из них с электроприводом. Для путешествий автомобиль очень удобный.

При очередном ТО попросил внимательнее проверить подвеску и тормозную систему автомобиля, все было в порядке. Учитывая большое потребление электроэнергии в предстоящей поездке, за месяц до отъезда поставил новый аккумулятор взамен старого, который проработал почти 5 лет. Прикупил запасных лампочек, светоотражающие жилеты, обновил набор автомобилиста (насос, огнетушитель, знак аварийной остановки). Для замены моторного масла в пути купил банку масла и фильтр. Вот и вся подготовка автомобиля.

Чтобы уменьшить расходы на питание, закупили высококачественные концентраты супов и пюре, а так же быстро завариваемые крупы. Израсходовали на это 2200 рублей, но этим сэкономили значительно больше. С собой взяли электрический чайник, термос, набор пластиковой посуды, пригодной для микроволновых печей.

Для связи с домом из-за границы использовали в путешествии обычные сим-карты МТС и Мегафон. При этом с МТС возникли проблемы, о чем более подробно расскажу позже.

Финансовое обеспечение поездки организовали следующим образом. Три тысячи евро взяли с собой наличными, четыре тысячи — на валютной карте Сбербанка. Кроме этого взяли рублевые дебетовые карты, а также кредитные карты Сбербанка и Альфа-банка. Непосредственно перед поездкой по телефону предупредил центральный офис Сбербанка о датах пребывания за границей и странах, в которых предполагал использовать карты. Никаких проблем в пути с картами Сбербанка не было, а вот с картой Альфа-банка были неприятности, о чем тоже расскажу дальше более подробно.

2. От Красноярска до Москвы.

Путешествие началось 31 августа в дождливую погоду. Описывать подробно весь маршрут нет смысла. Могу сказать только, что практически все дороги были с твердым покрытием. Но и хороших ровных дорог было мало. Многие асфальтовые дороги были с колеями, поперечными волнами и ямами.

Серьезных трудностей дорога до Москвы не доставила. Без особой спешки и напряжения за 6 дней доехал до Москвы. В пути старался не нарушать ПДД и двигаться с ненаказуемой скоростью 100-105 км/час, если это позволяло состояние дороги. Никаких проблем и даже контактов с работниками ГИБДД не было. Возможно, кому-нибудь будут полезны короткие заметки о запомнившихся моментах этой части путешествия.

Красноярск Новосибирск. Дорога от Красноярска до Мариинска довольно ровная, достаточно широкая. В Мариинске на развилке дорог, ведущих в Кемерово и Томск, по указанию навигатора повернул на Томск. Примерно через 20 км дорога стала очень плохая, сплошные ямы и кочки, приходилось объезжать их, двигаясь зигзагами от обочины к обочине. Так продолжалось с небольшими перерывами примерно 25 км. После этого дорога стала нормальной. До самого Томска ехать было легко, так как дорога была хорошего качества, практически пустынной. А вот ехать через весь Томск было трудно из-за большого количества транспорта. После Томска навигатор повел не прямой дорогой на Новосибирск, а кружным путем, снова пустынными дорогами, при этом пришлось дважды пересечь Обь по мостам и въехать в Новосибирск не с востока, как обычно, а с севера. Такой маршрут оказался длиннее традиционного на 60-70 км и составил 953 км, но время в пути осталось примерно таким же.

Новосибирск — Омск. Дорога стала более узкой, с продольно-поперечными волнами. Много участков с ремонтом дорог. В одном месте проехал мимо горящей фуры, в которой что-то взрывалось. Недалеко от нее находилась фура, у которой вся правая часть от тягача до конца полуприцепа была сильно смята примерно на четверть ширины, как будто срезана чем-то острым. А еще в 100-200 метрах дальше стояли две фуры со следами лобового столкновения. За день проехал 661 км.

Омск — Шадринск. На этом участке пути состояние дорог было самое плохое, особенно в Тюменской области. Кстати, в Тюменской области оказался самый дорогой бензин, как и в Москве. Наслышавшись об очень плохом участке дороги возле Бердюжья, решил объехать его через Ялуторовск и Шадринск. Конечно, такого отвратительного участка дороги, как у Бердюжья, не было, но вся дорога по Тюменской области была в поперечных волнах и заплатках. Было также очень много участков с ремонтом дороги. Ехать быстрее 50 км/час было очень трудно, а местами даже невозможно. В Курганской области дорога стала более ровной, а транспорта стало меньше. Расчеты показывают, что путь от Омска до Челябинска через Шадринск примерно на 60-70 км длиннее, чем через Бердюжье, но состояние дороги лучше. Дорога от Омска до Шадринска составила 754 км.

Шадринск — Уфа. От Шадринска до Челябинской области дорога относительно хорошая, транспорта мало. Поэтому ехать было легко. Около Челябинска впервые за всю дорогу от Красноярска на заправке «Новатэк» встретился нормальный туалет, где можно было помыть руки с мылом. До этого все дела приходилось делать в малоподходящих местах и антисанитарных условиях. Вероятно, необходимо в законодательном порядке обязать владельцев автозаправок иметь общедоступные туалеты, хотя бы и платные. После Челябинска был самый интересный участок пути. Некоторые жалуются, что дорога через Уральские горы очень трудная, приходится медленно тащиться за фурами. А мне эта дорога очень понравилась. Во-первых, очень красивые пейзажи, временами напоминают Швейцарию, но очень дикую. Во-вторых, получаешь настоящее удовольствие от управления автомобилем в довольно сложных условиях. Многие водители большегрузных автомобилей в местах уширения дороги на крутых подъемах, сдвигаясь к обочине и подмигивая правыми поворотниками, дают возможность легковым автомобилям обогнать их. Именно здесь проявляется чувство водительской взаимопомощи и доброжелательности друг к другу. На обгон отводится всего несколько секунд, и здесь раскрываются возможности и способности автомобиля и водителя. Требуются точный расчет, быстрая реакция, мгновенный разгон, уверенное руление и цепкие тормоза. На такой дороге не уснешь, адреналин поступает в кровь большими порциями. Пробег за день составил 648 км.

Уфа — Чебоксары. Дорога хорошего качества. В Татарстане впервые увидел платный туалет со всеми удобствами на специальной площадке для отдыха. За день проехал 707 км.

Практически всю дорогу от Красноярска до Москвы обходился без услуг придорожного общепита. Запас продуктов для завтраков и перекусов в обеденное и другое время хранился в электрохолодильнике, который исправно работал все время. Кипяток для чая или кофе утром заливал в термос. А вечером с помощью электрического чайника готовил горячий ужин (супы, каши, картофельное пюре). Получалось вкусно, экономно и безопасно для здоровья.

Чебоксары — Москва. По мере продвижения в сторону Москвы поток транспорта становился все плотнее, а движение медленнее. Во Владимирской области начались пробки, а на МКАДе в пробке провел 4 часа, чтобы добраться до Боровского шоссе, где в деревне Рассказовка находилась заранее забронированная гостиница Uninn Hotel Vnukovo. Эту гостиницу выбрал по двум причинам. Во-первых, она находится близко к аэропорту Внуково, куда должна была прилететь моя супруга. В самом аэропорту есть проблемы с заселением и с парковкой. Во-вторых, цена проживания в этой гостинице сравнительно невысокая. За две ночи заплатил 5900 рублей, за парковку во дворе гостиницы — 600 рублей, 300 рублей за завтрак и 500 рублей за обед. Гостиница располагается в нескольких корпусах, номера достаточно комфортные, со всеми удобствами и самой современной сантехникой.

Недостаток только один — очень трудно найти гостиницу, так как она расположена в глубине деревни за жилыми домами, никаких указателей на улице и номеров на домах нет, и в навигатор она не занесена. Проехал мимо гостиницы 3 раза и только с помощью подсказок по сотовому телефону нашел дорогу к ней. Дорога от Чебоксар до гостиницы в Рассказовке составила 719 км.

На следующий день провел репетицию встречи жены. От гостиницы до аэропорта доехал за 10 минут, посмотрел места парковок и расположение зала прилетов. За 30-минутную парковку в аэропорту заплатил 50 рублей. После этого нашел автомастерскую, где заменил масло в двигателе и масляный фильтр, проверил состояние подвески и рулевого управления. За обслуживание автомобиля заплатил 700 рублей. Автомобиль с честью выдержал все колдобины, ямы и кочки, встретившиеся в дороге. Теперь можно было спокойно отдохнуть перед дальнейшей дорогой.

С момента выезда от дома автомобиль проехал 4 475 км. Израсходовано 280 литров бензина на 7 910 рублей. А всего расходы на этом участке пути составили 21 880 рублей.

3. От Москвы до Потсдама.

7 сентября в 8 часов выехал в аэропорт для встречи супруги. Встреча несколько затянулась и только в 9:30 мы смогли стартовать дальше. Проселочными дорогами выехали на Минское шоссе и с максимально допустимой скоростью, строго соблюдая ПДД, бодро двинулись на Вильнюс мимо Минска. Вблизи границы с Беларусью навигатор настойчиво предлагал нам повернуть на Витебск, хотя мы планировали ехать через Минск. После пересечения границы навигатор перестал дурить и повел нас правильной дорогой. Бензин в Беларуси был дешевле, дороги быстрее, поля лучше вспаханы, придорожные стоянки более благоустроенные. Об этом пишут все, поэтому не буду повторяться. За бензин расплачивался обычной рублевой картой Сбербанка. В принципе, если не совершать покупки с рук, белорусская валюта не нужна. Позабавил нас автомат для мытья ковриков на АЗС.

Перед поездкой мы долго выбирали, через какой погранпереход будем въезжать в Литву, через Каменный Лог, Котловку или Бенякони. Анализировали длину очереди в разные дни и часы, основываясь на сведениях в Интернете. В последний момент решили ехать кратчайшим путем — через Каменный Лог. На подъезде к погранпереходу на протяжении 18 км вдоль дороги сплошным рядом стояли фуры. Это несколько озадачило нас. Но попутных машин в сторону Литвы почти не было, а это значит, что поток легкового транспорта небольшой. Это успокаивало.

В 20 часов по московскому времени подъехали к шлагбауму белорусского поста погранперехода, впереди стояли всего несколько легковых машин, а фуры медленно двигались в своей очереди. На одометре 859 км от Москвы. После шлагбаума очередь легковых машин разделяется. Граждане стран Таможенного союза попадают в одну очередь и в дальнейшем проходят поверхностную проверку. А все остальные — в другую очередь с более тщательной проверкой. Украинцев очень обижает, что к ним относятся более придирчиво. Белорусские пограничники к нам отнеслись доброжелательно, практически ничего не проверяли, только попросили предъявить документы и открыть двери автомобиля.

В 20 часов 30 минут мы выехали с белорусского погранпоста на нейтральную полосу и уперлись в очередь, которая двигалась очень медленно. В течение часа с 20:40 до 21:40 очередь вообще не двигалась, в это время происходила пересмена на литовском погранпосту. Потом очередь двинулась и снова разделилась, но по другому признаку. В одну очередь выстроились граждане Евросоюза, а все остальные — в другую. Литовские пограничники наш автомобиль практически не осматривали, только документы проверили и штампики проставили в паспортах. А вот автомобиль одного своего земляка проверили очень тщательно и обнаружили двойной пол в багажнике, где были спрятаны канистры с бензином. Пришлось бедняге перестраиваться в красный коридор и платить таможенную пошлину.

Выехав с погранперехода, двигались медленно из-за ремонта дороги почти до самого Вильнюса. В 22:45 мы были уже в отеле, на одометре 899 км. Отель A.V.Goda нам понравился. Современное здание, просторный номер, хорошая душевая кабина, очень любезный персонал, утром был отличный завтрак. Автомобиль ночевал на бесплатной парковке под окнами отеля. И все это удовольствие стоило 150 литов, что равнялось 1940 рублей, то есть проживание двух человек в этом отеле стоило в 2 раза меньше, чем проживание одного человека в подмосковной гостинице Uninn Hotel Vnukovo. Вот такое соотношение цен в Вильнюсе и Москве.

Расплачиваясь утром 8 сентября за отель, впервые в этом путешествии использовал кредитную карту Альфа-банка, а до этого все платежи производил наличными деньгами или дебетовой картой. Обращаю на этот момент особое внимание по той причине, что в дальнейшем эта кредитная карта доставит мне немало неприятных переживаний. За несколько дней до начала путешествия специально зашел в офис Альфа-банка, чтобы проверить баланс на карте и уточнить несколько рабочих моментов. Баланс оказался избыточным, то есть, внося деньги в погашение предыдущих расходов, зачислил на карту денег больше, чем требовалось. На вопрос, с какого момента начнется отсчет 100-дневного срока беспроцентного кредитования, работница банка разъяснила, что отсчет срока начнется с момента первого использования карты для оплаты. При этом 100-дневный беспроцентный период является условным, так как по истечении 30 дней с момента первого использования карты необходимо произвести первый платеж, то есть внести на карту 10% от суммы, потраченной за месяц. В противном случае начнут начисляться большие штрафные проценты. Все это записано в договоре кредитования, но сформулировано так, что без бутылки не разберешься. Учитывая, что срок путешествия был более месяца, и появиться в офисе Альфа-банка я мог только 7 октября, пришлось оттягивать, насколько было можно, первое использование карты, чтобы не нарваться на штрафные санкции банка.

Недалеко от отеля располагался крупный торговый комплекс. После завтрака мы подъехали к нему, чтобы запастись в дорогу продуктами. Цены были сравнительно невысокие по европейским меркам. Следует отметить, что, готовясь к поездке, мы выучили приветствия и некоторые фразы на литовском языке и потренировались в произношении. Это значительно облегчило общение и в отеле, и в магазине. Большинство продавцов были очень приветливы и с удовольствием разговаривали с нами на русском языке, советовали, что лучше купить. Весьма показательна ситуация на кассе. Оказалось, что супруга взяла в магазине не те косметические салфетки, которые ей были нужны. Она спросила у женщины-кассира, где лежит то, что ей было нужно. Кассир встала из-за кассы и ушла с моей супругой вглубь магазина. Примерно минут через 10 они вернулись с покупками. Супруга была очень довольна и благодарила кассира, я тоже стал благодарить ее за такую любезность. Кассир объяснила свое поведение очень просто, ей понравилось, как я произнес приветствие «Laba dene!».

На пути в Европу мы не планировали длительных остановок в Вильнюсе и Варшаве. Поэтому, закупив продукты, двинулись в сторону Варшавы. Но навигатор заупрямился. Какой бы польский город мы ни указывали как конечный пункт, навигатор прокладывал маршрут через Гродно, то есть через Беларусь. И только когда ввели город Ломжа, навигатор повел нас правильной дорогой. Достопримечательности Вильнюса мы не осматривали, но, проезжая по городу, отметили, что он чистый, благоустроенный, симпатичный.

Такое же впечатление осталось и от дорог Литвы. Литовские водители вели себя дисциплинированно. Хотелось ехать по Европе на чистой машине, но, как говорили все литовцы, в воскресенье автомобильные мойки у них не работают. Поэтому очень обрадовались, когда по дороге на Алитус нашли работающую автоматическую мойку. С помощью литовцев, стоявших в очереди, разобрались с правилами работы и оплаты мойки. За 19 литов (246 рублей) вымыли машину, но не очень чисто. Российская грязь оказалась сильнее литовской мойки.

Неожиданно возникла проблема с сотовой связью. МТС не хотел передавать СМС-сообщения. Супруга позвонила старшему сыну и попросила выяснить причину в офисе МТС. За полторы минуты разговора с Красноярском с баланса карты было списано около 200 рублей — очень дорогое удовольствие. После этого звонка от МТС пришло СМС-сообщение с предложением подключить услугу «50 СМС из-за границы за 250 рублей» или «100 СМС за 400 рублей». Чтобы не оставаться совсем без связи, супруга отправила СМС с кодом для подключения услуги. С баланса карты немедленно было списано 250 рублей, но СМС-сообщения до сына так и не доходили.

Въехав на территорию Польши, сразу заметили разницу. Польские дороги значительно уже литовских, да и качество хуже. Шоссе проходило в основном через лесную местность.

Вдоль дороги часто стояли продавцы грибов, аккуратно разложив их на полочках и столиках. Населенные пункты встречались редко, попутного и встречного транспорта было мало. Поэтому удавалось выдерживать довольно высокую среднюю скорость движения, не нарушая ограничений скоростного режима. Польские же водители обгоняли нас с превышением скорости. Вероятно, они знали, где полиция контролирует скорость. А ближе к Варшаве, когда транспорта стала больше, поляки и вовсе стали недисциплинированными, часто объезжали остановившиеся автомобили по обочине, как в России. Цена бензина в Польше примерно 5,7 злотых (60 рублей) за 1 литр.

В отчетах часто приходилось читать, что тех, кто едет в Варшаву со стороны Бреста, польские дороги нервируют большим количеством населенных пунктов и медленным плотным движением. Нас польские дороги нисколько не нервировали. Возможно, нервным автомобилистам-путешественникам лучше ездить в Варшаву через Литву?

От Вильнюса до Варшавы проехали 476 км. В Варшаве остановились в отеле Wald Economy. Он расположен вблизи дороги, ведущей в сторону Берлина, что очень удобно для автопутешественников. Отель оставил приятное впечатление: просторный удобный номер, посредине комнаты имеется столик и два кресла, что бывает очень редко в бюджетных отелях, есть лифт, хорошая парковка для автомобиля. За проживание заплатили с учетом платной парковки 134 злотых (1425 рублей) по кредитной карте. Завтрак за дополнительную плату по 29 злотых с человека брать не стали, так как было достаточно своих продуктов. Недостаток отеля в том, что ближайший супермаркет находится примерно в 2 километрах на запад, пешком идти долго, а на автомобиле можно доехать, только если заранее знать расположение.

Немного о языке общения в Польше. Готовясь к путешествию, купил русско-польский разговорник, выучил наиболее употребительные выражения. Но практически пользоваться разговорником не пришлось, так как большинство поляков хорошо понимает русский язык. Отвечают они на польском языке, но почти все слова понятны для русских. Поэтому никаких проблем с общением в Польше не было.

Несколько слов о продуктах. Мы с супругой большие любители творога и сметаны. Поэтому во всех странах ищем эти продукты или похожие на них. Так вот, в Литве и Польше в магазинах есть и творог, и сметана. Кроме того, очень вкусные мясные продукты. Следует также отметить, что цены на продукты в Литве и Польше заметно ниже западноевропейских, а иногда и ниже российских.

Литва и Польша в целом, а также Вильнюс и Варшава в частности, вполне заслуживают отдельного внимания путешественников. Но нашей главной целью был Париж. Поэтому, учитывая ограниченное время на путешествие, мы были вынуждены проехать через эти государства и города транзитом.

Первым местом на нашем маршруте, где мы намеревались сделать остановку на 2 ночи, был Потсдам. Мы заинтересовались этим городом и дворцовым комплексом Сан-Суси, прочитав на форуме один из отчетов.

Утром 9 сентября мы выехали в Потсдам. Дорога от Варшавы многополосная, хорошего качества. Через 100 км от Варшавы начались платные участки, всего их было 4. В общей сложности за проезд по ним заплатили 73 злотых (около 750 рублей) по кредитной карте. За продукты и за бензин также расплачивались кредитной картой без всяких проблем. По дороге часто встречались обменники, но наличные злотые нам не понадобились. После пересечения границы с Германией скорость движения снизилась, так как было много участков ремонта дороги. Все участки ремонта были обозначены знаками, оборудованы различными ограничительными устройствами.

Проехав за день 591 км, засветло прибыли в Потсдам, где остановились в Quartier Potsdam Hostel. Этот хостел мы выбрали с учетом того, что он расположен в 5 минутах ходьбы от дворцового комплекса Сан-Суси, который был нашей главной целью в Потсдаме. Кроме того, цена проживания в этом хостеле за 2 суток с учетом платной парковки составила всего 108 евро, что значительно меньше, чем в других отелях Потсдама. Снаружи хостел неказист, похож на барак, но внутри он очень удобен.

В нем имеются два полноценных номера со всеми удобствами, в которых комнаты очень большие с тремя окнами, современной сантехникой.

Другие номера менее комфортны, туалет и душ для них общий. Имеется большой холл, примыкающий к хорошо оборудованной общей кухне с различной кухонной и столовой посудой. Постояльцы хостела активно используют холл для приема пищи и отдыха, особенно в вечернее время.

Заселившись в хостел, сразу же пошли смотреть Сан-Суси. Аллея, проходящая через парк, вывела нас к большой ветряной мельнице, за которой располагался дворцовый комплекс.

Время близилось к вечеру, дворцовые здания были закрыты, других туристов кроме нас не было. Бегло осмотрев прилегающую к дворцу территорию, решили посвятить следующий день более внимательному изучению достопримечательностей и направились пешком в торговые кварталы Потсдама. Надо отметить, что мест для парковки автомобиля в центральной части Потсдама практически нет. На центральной пешеходной улице Бранденбургер штрассе расположены многочисленные небольшие магазины, где можно купить что угодно. А вот продуктовый супермаркет оказался только один на всю центральную часть Потсдама.

На следующее утро занялись осмотром дворцового комплекса. Поскольку живопись представляет для нас большой интерес, начали с Картинной галереи Сан-Суси, которая располагается в соседнем с дворцом здании. Вход в Картинную галерею весьма замысловатый, только со стороны дворца, с других сторон войти в нее невозможно, входной билет стоит 6 евро. Картинная галерея нас разочаровала. Интерьеры галереи, по немецким понятиям, очень богатые, много лепнины, позолоты. Но на их фоне картины не смотрятся. Они размещены в несколько рядов, высоко. Смотреть неудобно, мешают блики от окон. Работ известных мастеров (Рубенс, Караваджо) оказалось немного. Большинство картин ничем не примечательно.

Из Картинной галереи вышли в парк, прошли до Центральной аллеи и по ней подошли к фонтану, откуда открывается вид на Сан-Суси.

Но снизу дворец смотрится невыразительно. На фоне террас он выглядит приземистым, неказистым. Невольное сравнение с Петергофом явно не в пользу Сан-Суси.

А вот террасы, на которых выращиваются инжир и виноград, нас заинтересовали. Инжир растет в застекленных нишах, которые на зиму закрываются, спасая растения от вымерзания. Интересными оказались также кусты и деревья, которые в результате причудливой обрезки приобрели необычные формы. Хорошее впечатление произвели многочисленные цветы, высаженные в необычных сочетаниях.

По дороге к Чайному домику заметили цаплю, которая безбоязненно охотилась на кого-то. В целом, ландшафтно-парковый дизайн Сан-Суси нам понравился, но мы ожидали большего.

О языке общения. Русско-немецкий разговорник и выученные заранее наиболее употребительные выражения пригодились. Даже если мы не могли правильно сказать или спросить что-либо по-немецки, сама попытка использования немецкого языка вызывает у собеседника желание помочь нам. В этом случае можно перейти на английский язык, который понятен многим немцам. Такой способ общения на немецко-английском языке, используя при необходимости язык жестов, помогает решить любой вопрос.

О продуктах. В Германии ни творога, ни сметаны мы не нашли. Вместо творога обнаружили очень вкусный продукт «фришказе» (переводится как «свежий сыр»). У него более «сырный» вкус, чем у творога. О мясных продуктах можно не говорить, они всегда в Германии отличаются хорошим вкусом и разнообразием. Напротив хостела расположена фирменная пекарня, где мы могли купить свежий и очень вкусный хлеб. А вот пиво удивило. В магазинах оказалось много пива с немецкими названиями, но произведенного в Чехии. Честно говоря, особой разницы между немецким и чешским пивом я не обнаружил ни в эту поездку, ни в предыдущую.

10 сентября в Потсдаме меня настигло СМС-сообщение от Альфа-банка, что по кредитной карте необходимо внести платеж в размере 6 рублей 31 копейка. Это сообщение сильно озадачило и расстроило. Во-первых, непонятно откуда взялся долг. Во-вторых, поскольку до 7 октября внести платеж невозможно, возникла опасность применения штрафных санкций и повышенных процентов за пользование кредитной картой. Связаться по телефону из-за границы с центральным офисом банка оказалось невозможно. Поэтому чувство тревоги и неопределенности портило настроение. А СМС-сообщения с требованием внести платеж продолжали поступать в дальнейшем практически ежедневно.

4. От Потсдама до Страсбурга.

11 сентября утром поехали через всю Германию на юго-запад по диагонали в сторону Страсбурга. Навигатор выбрал наиболее быстрый маршрут. Поездка никаких трудностей не представляла. Дороги были в отличном состоянии, все участники движения строго соблюдали правила. Сильно не гнал, держал скорость 120-130 км/час. Цена бензина была от 1,66 до 1,7 евро за литр. По пути заехали в аутлет в Роппенхайме, это примерно в 45 км перед Страсбургом. За 2 часа добросовестно обошли магазинчики, представлявшие для нас интерес. Еще раз убедились, что нет смысла тратить время на аутлеты. В обычных магазинах и торговых комплексах найти необходимые товары гораздо проще, а цены не сильно отличаются.

Проехав за день 730 км, прибыли в забронированный отель в пригороде Страсбурга. Готовясь к поездке, долго и тщательно выбирали отель в Страсбурге. Из отзывов о посещении этого города узнали, что с отелями есть проблемы: дорого, затруднена парковка автомобиля, персонал отелей не всегда соблюдает условия бронирования. Поэтому решили выбрать отель в пригороде, а в центр ездить на автобусе. Забронировали на 2 ночи Hôtel Restaurant de Paris в пригороде Рейшстет (Reichstett), это примерно в 10 км к северу от центра Страсбурга. Стоимость проживания за 2 ночи с бесплатной парковкой и с учетом городского налога всего 97 евро. Для Страсбурга это почти бесплатно. Но вот найти отель по указанному адресу оказалось трудно. Он был расположен по другую сторону шоссе от поселка, и мы проехали мимо него. Пришлось беспокоить жителей Рейшстета, чтобы найти отель. Условия проживания в отеле средние, лифта нет, лестница узкая, в номере на 2 человек только один стул. Поэтому этот отель можно рекомендовать автомобилистам только с учетом невысокой цены. Недалеко от отеля находится супермаркет, в котором можно купить продукты.

Утром, учитывая пасмурную погоду и усталость в ногах от пеших прогулок по Потсдаму, решили ехать в Страсбург не на автобусе, а на своей машине. Все путеводители рекомендуют начинать осмотр старой части города со стороны вокзала. Поэтому подъехали к вокзалу и стали искать парковку. Это оказалось довольно сложной задачей. Все наземные и почти все подземные парковки были заняты. С трудом припарковавшись, пошли в старинную часть Страсбурга, расположенную на острове.

Осмотр начали с района Маленькой Франции. Здесь вдоль реки расположены многочисленные старые красивые фахверковые дома. Посмотрели на знаменитые крытые мосты с башнями и прошли по ним. Увидели очень интересный дом, расположенный на узеньком островке шириной в несколько метров.

Постепенно по узким улочкам с различными магазинами дошли до центральной площади с Кафедральным собором, Дворцом Роанов и домом Каммерцеля.

Кафедральный собор, один из крупнейших в Европе, потрясает и подавляет и внешним видом и интерьером. Его размеры, многочисленные скульптурные изображения, витражи производят очень сильное впечатление.

Перед посещением собора желательно ознакомиться с его описанием в какой-либо статье Интернета. Тогда более понятными будут смысл и значение скульптурных композиций. Но и без этого можно очень долго рассматривать собор. Внутри собора установлены старинные астрономические часы. Каждые 15 минут на часах начинают двигаться фигурки, а каждый час происходит небольшое действо. Пробраться к часам очень трудно, так как очень много туристов хотят их рассмотреть. Организованные туристические группы периодически проходят к часам и мешают неорганизованным туристам. Один раз в день в 12 часов 30 минут на часах разыгрывается целый спектакль. Это можно посмотреть только за плату. Поэтому с 11 часов всех посетителей бесцеремонно и довольно грубо начинают выпроваживать из собора. А у входа в собор целая толпа купивших билеты ждет, когда выгонят из собора всех безбилетников.

Во Дворце Роанов расположен Музей изящных искусств, в котором находится довольно богатая и интересная коллекция живописных работ известных мастеров и местных живописцев. С большим удовольствием посмотрели картины Джотто, Мемлинга, Боттичелли, Рафаэля, Веронезе, Эль Греко, Рубенса, Зурбарана, Тьеполо, Гойи и других художников. Вход в музей стоит всего 3,5 евро с человека по льготному тарифу для пенсионеров.

После музея отправились на прогулку на речном трамвайчике — батораме, маршрут которого начинается недалеко от Дворца Роанов, проходит через Маленькую Францию и продолжается до зданий Европарламента и Совета Европы. Цена билета — 9,6 евро с человека. Продолжительность прогулки около 1 часа. На батораме имеется аудио-гид на разных языках, в том числе на русском. Весьма интересным оказалось прохождение шлюзов во время плавания по реке. К сожалению, вскоре начался дождь, который испортил впечатление от прогулки и не дал возможности сделать хорошие фотографии по маршруту.

После прогулки по реке прошлись еще по старым улицам Страсбурга, сделали покупки и вернулись к автомобилю на парковке. За парковку заплатили 10 евро.

По дороге в отель произошла неприятность. После съезда с шоссе дорога раздвоилась, и я не сразу понял подсказку навигатора, по какой дороге, правой или левой надо ехать к отелю. Получилось так, что с включенным правым указателем поворота я ехал некоторое время по разделительной полосе, раздумывая, куда свернуть. В это время в левую часть заднего бампера нашего автомобиля ударился правым крылом автофургон, двигавшийся сзади нас. Удар был довольно сильный. Я остановил автомобиль на обочине дороги. Проехав немного вперед нас, остановился автофургон. Обойдя автомобиль, я увидел, что повреждения относительно небольшие: на бампере остался черный след от удара и небольшая трещина, и откололся кусочек стекла заднего фонаря, при этом лампочки и отражатели не пострадали. Из автофургона вышел горячий француз арабского происхождения и попытался предъявить мне какие-то претензии, типа «почему я смещался то вправо, то влево». Я ему ответил жестами, что смотреть надо, куда едешь, видишь номерной знак, должен понимать, что иностранец едет, дороги не знает.

Честно скажу, я растерялся и не знал, как поступать дальше. Вроде бы француз виноват в ДТП, но и я нарушил правила, двигаясь по разделительной полосе. Видеорегистратор подтвердит это. Надо ли вызывать полицию, или самим оформлять документы для страховой компании? И как это делать? Как обращаться в страховую компанию? Такой вариант событий я не предусматривал и к нему не готовился, в Интернете о таких случаях ничего не читал. Очень не хотелось тратить время на разбирательство. Повреждения машины не мешают продолжать путешествие, впереди нас ждут замки Луары и Париж. Да и ущерб для меня небольшой. Ремонт бампера и замена стекла фонаря в родной Сибири стоят недорого. Все эти мысли вихрем вертелись в голове. По поведению француза было видно, что он считает себя виноватым, но хочет избежать разбирательства. На его автомобиле было помято крыло, но не сильно. Мы без слов каким-то образом поняли друг друга, ударили по рукам и разъехались без претензий.

Возможно, я ошибся, и надо было потребовать с француза 100 или 200 евро? Но эта мысль пришла уже позже, а тогда настроение было сильно испорчено. Для поднятия настроения употребили с супругой в отеле бутылочку французского вина. До этого мы покупали за границей только итальянские, испанские и израильские вина. К импортным винам, которые продаются в России, я отношусь осторожно. Нет уверенности, что они настоящие. Так вот, французские вина, которые мы покупали в России, мне всегда казались менее вкусными, «водянистыми» в сравнении с итальянскими. Теперь была возможность попробовать французские вина, купленные во Франции. На первый раз взяли кривую бутылочку J.P. Chenet (из бюджетной категории, естественно). Оказалось, что его вкус не хуже хорошего итальянского вина.

В Страсбурге СМС-сообщения по сети МТС все еще не проходили. Сын сообщил номер телефона прямой линии офиса МТС, по которому следовало обратиться для решения проблемы. Звонок по этому телефону вызвал раздражение. Оператор ответил, что сейчас (в момент звонка) сервер отключен, и он ничего выяснить не может. Он предложил позвонить по этому же телефону в 9 часов утра по новосибирскому (?!) времени. На наше замечание, что во Франции это соответствует 3 часам ночи, он ответил, что, по его мнению, это соответствует 15 часам. На нашу просьбу записать и передать по смене заявку на выяснение причин отсутствия СМС-связи, оператор ответил отказом. В конце концов СМС-связь наладилась, но впечатление от работы МТС за границей осталось отрицательное.

5. От Страсбурга до Парижа (через Орлеан и замки Луары).

13 сентября мы выехали из отеля пораньше, так как запланировали на этот день довольно много. Прочитав в одном из отчетов об Орлеанском кафедральном соборе, захотели увидеть его. Поэтому дали навигатору курс на Орлеанский собор. Мы знали, что проезд по французским автострадам платный, а проезд по бесплатным дорогам занимает гораздо больше времени. Поэтому были готовы платить, чтобы ехать быстрее. За проезд до Орлеана заплатили 40,3 евро. Но по дороге произошел еще один случай, сильно испортивший настроение.

Мы привыкли, что за границей на автозаправках сначала заливаешь в бак бензин, а потом расплачиваешься пластиковой картой или наличными. Я всегда предпочитал платить наличными во избежание ошибок и недоразумений. Но на одной из автозаправок (Avia) впервые увидел заправочный автомат, в который надо вставлять пластиковую карту до заправки. Вставил кредитную карту, автомат показал на экране какой-то текст с упоминанием 150 евро. Залив бензин на 50 евро и вытащив карту из автомата, пошел, как обычно, в кассу для оплаты бензина и получения чека. Кассир отказался принимать у меня наличные деньги, показывая, что платить надо картой. В это время на мой сотовый телефон пришло СМС-сообщение о произведенной покупке по кредитной карте на сумму 150 евро. Я стал показывать кассиру пластиковую карту и СМС-сообщение. Проверив что-то по компьютеру, кассир сказал, что платеж не прошел и предложил еще раз вставить карту в заправочный автомат. Подумав, что автомат не хочет принимать рублевую кредитную карту, вставил в автомат валютную карту. Тут же пришло сообщение, что произведена покупка по валютной карте на 150 евро. Но кассир снова сказал, что платеж не прошел. Меня охватило бешенство. Я залил бензин на 50 евро, а с моих карт списали 300 евро и не дают чек!!! Как же так? Меня обманывают?!! Я устроил скандал, потребовал вызвать полицию и дать мне чек об оплате. Кассир через некоторое время распечатал чек и дал его мне. Я увидел, что в чеке указан другой номер колонки, другая сумма и другое горючее — солярка. Оказалось, что кассир перепутал номер заправочной колонки, на которой я заправлялся. Вмешалась помощница кассира, проверила по компьютеру номера моих пластиковых карт и обнаружила, что действительно с моей кредитной карты списано 50 евро. Помощница кассира распечатала и выдала мне чек на 50 евро, где все было правильно указано.

И тут я начал соображать. Вспомнил один из отчетов на форуме, где описывалась точно такая же ситуация с французской автозаправкой. Заправочный автомат сначала блокирует 150 евро на карте, а потом списывает из этой суммы стоимость залитого бензина. Оставшаяся заблокированной разница сумм через определенный срок автоматически разблокируется банком. И это у них во Франции считается нормальным делом. Вероятно, нечестные французы обманывают заправочные станции и уезжают, не расплатившись. Поэтому и придуман такой хитрый способ оплаты. Но меня такой способ совершенно не устраивал, поэтому в дальнейшем избегал заправки Avia и расплачивался только наличными деньгами. По окончании путешествия я проверил в банке движение денег по кредитной карте и убедился, что с нее было списано за бензин только 50 евро, а разница в 100 евро разблокирована. А по валютной карте разблокирование 150 евро произошло ровно через месяц. Это сейчас я так спокойно рассуждаю, а тогда был готов разломать бензозаправку, чтобы вернуть свои деньги.

Прибыв в Орлеан, запарковались почти под самым собором и пошли его осматривать. Собор построен из светлого камня, поэтому производит жизнерадостное впечатление, очень красив и снаружи и внутри. Ажурная колоннада на вершинах башен создает впечатление легкости и воздушности собора. Внутри собора находятся витражи и скульптурная композиция, посвященные Жанне д'Арк.

Дальнейшей нашей целью был королевский замок Шамбор. Заплатив еще 5,4 евро за платную дорогу, поехали в сторону Блуа, а затем навигатор повел нас узкими сельскими дорогами к Шамбору. Мы знали, что в 17:30 доступ в замок прекращается, и мы не успеем попасть в него. Но надеялись рассмотреть его снаружи, а внутренний осмотр провести на следующий день, и тем самым сберечь время для посещения других замков. Наш расчет оказался правильным, так как следующий день оказался дождливым, но нам не надо было шлепать по лужам, обходя замок по периметру для наружного осмотра.

Шамбор — самый грандиозный замок, который нам довелось увидеть. Как поется в песне, мы стояли «завороженные» его размерами, мощью и фантастическими крышами. Ни один элемент крыш (башенки, дымоходы) не повторялся, у архитекторов была необычайно буйная фантазия.

От замка мы быстро доехали до забронированного отеля Hôtel Noctuel в южном пригороде Блуа Saint Gervais La Forêt. Всего за день проехали 687 км. Отель выбрали из-за близости к замку Шамбор и невысокой цены. За проживание заплатили 39 евро, парковка бесплатная, во дворе отеля. Отель был своеобразным символом минимализма. И комната, и санузел были крохотными, но в нем было все необходимое, чтобы переночевать.

Рано утром 14 сентября снова поехали в Шамбор. Парковка у замка стоит 4 евро независимо от длительности стоянки. Вход в замок — по 9 евро с человека. Мы не любители интерьеров дворцов и замков, так как лепнина, позолота и прочая мишура обычно особой ценности не представляют. После Эрмитажа, музеев Ватикана, виллы Боргезе удивить интерьером сложно. Но Шамбор — это особый случай. Здесь суровые средневековые интерьеры без лишнего блеска. Интересен сам архитектурный замысел, особенно двойная винтовая лестница, ведущая на террасу. По террасе можно обойти крышу замка и рассмотреть все детали башенок, дымоходов, кровли. Общее впечатление от замка замечательное, его надо смотреть как одну из главных достопримечательностей Франции.

В Шамборе встретили девушку — землячку (из Омска), которая вместе с другим персоналом в средневековых нарядах изображала обитательницу замка, одновременно следила за порядком. Она очень обрадовалась встрече с нами и стала уговаривать нас обязательно посетить королевский замок Блуа, в котором сочетаются четыре архитектурных стиля. Этот замок не входил в наши первоначальные планы, мы собирались посмотреть Шенонсо и Амбуаз, но поддались на уговоры и поехали в Блуа.

Возле замка Блуа было очень трудно найти парковку, кое-как приткнули машину на соседней улице. За парковку заплатили в автомате 3,5 евро. В связи с тем, что 14 сентября был Днем культурного наследия Франции, вход в замок Блуа был бесплатным.

Этот замок выглядит как более поздняя постройка, хотя его начали строить даже раньше, чем Шамбор. Тем, кто интересуется историей Франции, замок Блуа будет интересен.

Дальше наш путь вел в замок Шенонсо. Стоимость билета в замок — 11 евро с человека, парковка бесплатная. Именно этот замок показался нам самым красивым, даже несмотря на дождь. Все было прекрасно, и местность вокруг замка, и сад с цветами, и архитектурная композиция, сочетание старинного донжона с более современным зданием и галереей над рекой, и интерьеры, и чувство вкуса владельцев замка.

В каждой комнате находились оригинальные композиции из живых цветов.

В комнатах и галерее размещены картины довольно известных художников. Посещение Шенонсо оставило самые приятные впечатления.

В замок Амбуаз мы уже не успевали, поэтому поехали в Париж. Заплатив за проезд по автомагистрали еще 19 евро, добрались до Парижской кольцевой дороги — бульвара Переферик. В отличие от МКАД по нему можно передвигаться в любое время суток. Машины в часы пик едут медленно, но едут, а не стоят. Проехав за день 314 км, прибыли в забронированный отель Adagio Access Paris Vanves - Porte de Versailles, расположенный в южном пригороде Парижа Vanves (Ванв).

Отель в Париже мы выбирали особенно тщательно, ведь предстояло провести в нем 6 ночей. Внимательно изучив на форуме многие отзывы, исключили северные и северо-восточные районы Парижа. Искали только отели с гарантированной парковкой и не очень высокой ценой. Цены на приличные отели в приличных районах начинались от 150 евро за ночь. Для нас это было дороговато. После долгих колебаний выбрали отель в пригороде Ванв, где проживает в основном небедное белое население. Отель предлагал номер-студио с кухней и всеми удобствами по цене 75 евро и стоянку в частном гараже при отеле за 10 евро в сутки, всего за 6 суток — 510 евро. Внимательно изучили по спутниковой карте с желтым человечком прилегающие к отелю улицы и маршрут до станции метро и остались довольны. Наш выбор оказался правильным. Пригород Ванв был чистым и ухоженным, с красивыми домами.

Рядом с отелем располагался большой супермаркет, маленькие булочные и магазинчики. На метро путь до центра Парижа — Елисейских полей занимал всего 15 минут. В отеле имелась прачечная самообслуживания. Жилищные проблемы были решены. Впереди 5 дней в Париже!

6. В Париже.

Мы наметили в Париже мест посещения значительно больше, чем могли осуществить. Поэтому какие-то достопримечательности осматривали бегло, а какие-то вообще посетить не удалось. Подробно описывать все наши перемещения по Парижу не буду. Остановлюсь только на том, что запомнилось лучше.

Часто в отчетах плохо отзываются о парижском метро. Конечно, оно сильно отличается от швейцарского или австрийского в худшую сторону. Металлические заграждения на входе и выходе выше человеческого роста. Двухъярусные турникеты (на уровне ног и головы) с грохотом открываются, когда вставляешь проездной билет, и с лязгом закрываются сразу за спиной. Не хватает еще колючей проволоки. Такое впечатление, что все парижане пытаются проскочить в метро без билета, а работники метро защищаются от них. Пассажиры в метро, действительно, отличаются от швейцарцев и австрийцев, причем не только цветом кожи, но и своим поведением. Поэтому и меры защиты от безбилетников такие устрашающие, похожие на тюремные. Но нас это не сильно напрягало. Разобрались с особенностями парижского метро быстро и постоянно его использовали для перемещения по Парижу.

Улицы и дома Парижа показались нам знакомыми. Возможно, мы посмотрели перед поездкой слишком много фотографий Парижа, а может быть, он действительно похож в чем-то на Мадрид, а в чем-то на Рим и другие европейские города. Особенного восхищения и потрясения улицы Парижа на нас не произвели.

Сад Тюильри оказался похожим на спортивную площадку, посыпанную песком, с фонтаном посредине и цветочными клумбами по краям. Чтобы найти хороший ракурс для съемки цветов, надо было постараться.

Вид на Эйфелеву башню и фонтан оживляют Площадь Согласия.

Елисейские поля — действительно красивый бульвар, но не более того, если не брать во внимание расположенный на нем Елисейский дворец.

На Монмартр поднимались на фуникулере, так как ноги устали. Хорошо, что для фуникулера годится обычный билет на метро.

Базилика Сакре-Кер впечатляет необычной архитектурой и своими размерами. В отличие от многих других католических соборов, внутри она светлая и жизнерадостная. Но, как и другие «новоделы», она не представляет большого исторического и художественного интереса.

С этой точки зрения собор Нотр-Дам несравнимо интереснее. Классический средневековый готический собор с большим количеством скульптурных изображений и резных украшений. Чтобы все это рассмотреть, нужно иметь сильный бинокль и много времени. Перед входом в собор стоит очередь, но пугаться ее не надо, она двигается быстро. Внутри собор мрачноват. Обрадовало наличие на одной из внутренних стен православной иконы Божьей Матери. Понравились вид собора и небольшой сад с тыльной стороны.

Положительное эмоциональное восприятие Нотр-Дама было несколько смазано тем обстоятельством, что за 4 дня до этого мы видели Страсбургский собор, который превосходит парижский Нотр-Дам и по размерам, и по художественной выразительности скульптур, и по внутреннему убранству. Вероятно, следует смотреть эти соборы в обратной последовательности или же с большим временным интервалом. Кроме этого, сооруженная перед собором Нотр-Дам временная трибуна закрывала его нижнюю часть, не давала возможности сфотографировать его целиком и портила общее впечатление.

Эйфелева башня вызывает сложные чувства. С одной стороны, ее металлическая конструкция вроде бы не гармонирует с историческими зданиями Парижа, имеющими собственную художественную ценность. Но, с другой стороны, панорама Парижа без башни неполноценна. Поэтому мы решили посетить башню и испытать все ощущения, связанные с ней. Заранее покупать билеты не стали, так как все свои планы строили в зависимости от погоды. Большинство дней было дождливыми, а в дождь на башне делать нечего. День для посещения башни выпал не совсем удачный, но другого не было. Резкий, порывистый ветер продувал нас, пока стояли в очереди за билетами (примерно 40 минут), а потом в очереди на вход (еще 20 минут). На входе очень строгий и придирчивый контроль, чтобы никто не пронес на башню стеклянную бутылку или еще что-то опасное. Камеры хранения вещей рядом с башней нет. Поэтому, собираясь на башню, надо оставить в отеле все вещи, из-за которых могут не пропустить наверх.

Билеты взяли на самый верх башни — 29 евро на двоих. Сначала лифт поднимает на смотровую площадку 2-го уровня, которая не застеклена и продувается ветром. А потом другой лифт довольно сложной конструкции поднимает на застекленную площадку 3-го уровня. Где лучше, а где хуже — трудно сказать. С самого верха все выглядит очень мелким, даже через бинокль. Кроме того, некоторые стекла были просто грязные, через них было плохо видно. Персоналу башни все это до лампочки. Со 2-го яруса видно лучше, но сильный ветер портит впечатление. Сама башня является сложным и интересным инженерным сооружением. Если бы мы не посетили башню, впечатления от Парижа были бы неполными.

Прогулки по кварталу Маре, Еврейскому кварталу, площади Вогезов оставили приятное впечатление. Именно здесь мы смогли почувствовать натуральную жизнь парижан, увидеть небольшие недорогие магазинчики и кафе. А вот хваленый в отзывах остров Сент-Луис нам не понравился — снова дорогие магазины, много автомобилей и людей.

Дождливая погода ограничивала наши возможности полноценного ознакомления с Парижем. Дождь и ветер не дали нам возможности прогуляться по Латинскому кварталу, помешали посетить часовню Сент-Шапель, в которую стояла длиннющая очередь, рассмотреть, как хотелось бы, Люксембургский сад и другие запланированные места.

В неблагоприятную погоду приходилось прятаться в музеях, которых в Париже очень много. Нас интересовали, в первую очередь, картинные галереи. И главным музеем для нас был, конечно, Лувр. С удивлением приходится читать в некоторых отчетах, как путешественники прогуливаются вокруг Лувра или музеев Ватикана, не заходя в них. Это все равно, что смотреть выключенный телевизор. Нас не останавливают ни очереди, ни цены в музеях. Очередь в Лувр была, на первый взгляд, очень длинная, но двигалась она быстро, так как работали несколько касс. Билеты стоили по 12 евро, плюс 8 евро за путеводитель. Все галереи Лувра осмотреть невозможно, для этого надо несколько дней. Поэтому сразу ограничили себя только живописью.

Наибольшую ценность коллекции картин в Лувре представляет итальянский раздел. Перечислять всех известных художников нет смысла. Но назвать Леонардо да Винчи надо обязательно. К сожалению, пробиться к «Джоконде» и другим известным картинам было очень трудно. Выходцы из Юго-Восточной Азии стояли вокруг них сплошной стеной, и считали своей святой обязанностью сфотографироваться на фоне картин. Лучше бы вообще запретить фотографирование в Лувре, как это сделали в музее Орсе. Подойти к «Джоконде» близко нельзя, мешают ограждение и сигнализация, а блики на защитном стекле не позволяют рассмотреть изображение детально. У двух других картин Леонардо да Винчи фотографирующихся азиатов не было (эти картины висят в другом зале), но рассмотреть их трудно, так как висят они неудачно. Вообще, сложилось впечатление, что работников Лувра мало интересуют вопросы удобства для посетителей. Диванов в залах мало, картины висят в несколько рядов, высоко. От этого устают и ноги, и шея.

Картин испанских художников значительно меньше. Есть очень интересные и ценные работы фламандских, голландских и немецких мастеров, но их тоже сравнительно немного. Самая многочисленная, конечно, коллекция французских картин. В целом, Лувр — очень богатый музей, представляет большой интерес, и мы остались довольны его посещением, хотя и очень устали.

Музей Оранжери небольшой, в нем выставлены работы импрессионистов. Билеты стоят по 7,5 евро. Музей нам очень понравился, посетители не толкаются у картин. Картины развешаны удобно, со смыслом. Например, можно сравнить работы Сезанна и Ван Гога на схожие темы. Или же можно увидеть, как развивался импрессионизм от одной выставки к другой. Музей весьма познавательный.

Музей Орсе расположен в здании бывшего вокзала.

Билет стоит 9 евро, фотографировать нельзя. Коллекция картин достаточно интересная, но общее впечатление от музея осталось плохое. Вокзал — он и есть вокзал. Очень трудно было разобраться, что где находится. Поэтому по несколько раз приходилось переходить с этажа на этаж. Лифт только в одном месте, в дальнем конце музея. Скамьи для отдыха очень неудобные. Поэтому мы очень сильно устали.

В музей Родена нас привел дождь. Билеты стоят по 6 евро, фотографировать можно. В здании музея выставлены модели скульптур и картины — подарки друзей. Во дворе и саду музея находятся оригиналы скульптур. Общее впечатление положительное.

Собираясь в Париж, мы долго выбирали, какой из загородных дворцов лучше посетить, Версаль, Фонтенбло или что-то другое. Отзывы путешественников о Версале нас разочаровали. Осмотр Версаля требовал много времени и очень крепкие ноги, кроме того, пугало большое количество туристов. Фонтенбло представлялся более интересным с архитектурной точки зрения, так как был построен раньше Версаля, и более предпочтительным по причине меньшего количества туристов. Но и здесь для осмотра требовались очень крепкие ноги и много времени. На наше счастье, на форуме встретился отчет, в котором упоминался замок Шантийи (Chantilly), расположенный в 50 км к северу от Парижа. Оказалось, что в этом замке находится Музей Конде, картинная галерея которого по художественной ценности считается во Франции второй после Лувра. Наше решение было однозначным — поедем в Шантийи.

Дорога до замка Шантийи на автомобиле заняла 1,5 часа, так как на полпути попали в небольшую пробку. Около замка находится удобная парковка, стоимость парковки 3,5 евро. Билеты в замок стоят по 14 евро, кроме того израсходовали 11 евро на путеводитель и сувенир. Сразу скажу: мы сделали правильный выбор. Замок Шантийи оставил наиболее яркое впечатление в парижской части путешествия. Замок очень красивый и снаружи и внутри, со всех сторон окружен водой. Вокруг замка разбиты несколько замечательных и разнообразных садов. Вход в замок охраняют скульптуры охотничьих собак.

Коллекция картин превосходная, здесь представлены работы Рафаэля, Пьеро ди Козимо, Боттичелли, Липпи, Мурильо, Ван Дейка, Энгра, Пуссена, Ватто, Греза и других известных художников. Туристов мало, никто никому не мешает.

Запомнились также богатая библиотека и очень красивая часовня. Персонал замка и музея весьма доброжелательный.

После посещения замка мы успели заехать в огромный торговый комплекс Val d'Europe, который расположен в 40 км к востоку от Парижа вблизи населенного пункта Serris. Комплекс нам понравился, в нем множество различных магазинов, и можно найти товар на любой вкус.

За день мы проехали 155 км и вернулись в отель. На этом наше пребывание в Париже закончилось. Общее впечатление от Парижа у нас сложилось неоднозначное. С одной стороны, Париж — действительно интересный город, в нем много различных достопримечательностей. К сожалению, нам удалось увидеть только их малую часть. С другой стороны, ничего такого чрезвычайного, чтобы «Ах!» и умереть, мы в Париже не обнаружили. Рим, Прага, Мадрид, Барселона были не менее красивыми и интересными. Вероятно, наши ожидания, основанные на восхищенных отзывах туристов о Париже, были чрезмерными. На фотографиях в отчетах Париж выглядел красивее, чем в жизни, тем более при пасмурной погоде.

Ну и, конечно, отрицательное впечатление добавила, мягко выражаясь, неприветливость парижан, которая проявлялась почти везде и всегда. Напряженность в отношениях добавляло то обстоятельство, что общение на французском языке для нас оказалось слишком сложным. При всем моем старании, французские слова я выговаривал с трудом, разговорник французы игнорировали, а английский язык во Франции не популярен.

7. Париж — Руан Брюгге.

Утром 20 сентября 2013 года мы выехали из пригорода Парижа Ванв и направились на север, в Бельгию. Следующий наш отель был забронирован в Брюгге. Из Парижа в Брюгге есть прямая дорога протяженностью около 300 км. Но нам очень хотелось посмотреть знаменитый Руанский собор, поэтому мы сначала поехали в Руан. Этим мы удлинили дорогу примерно на 150 км, но ничуть не пожалели об этом.

Почти всю дорогу от Варшавы до Парижа мы гнали по автобанам, а во Франции — по платным дорогам (за исключением дорог между замками Луары). Поэтому очень мало видели сельскую местность. Сейчас необходимости спешить не было. Поэтому установили в навигаторе настройку «Избегать платных дорог» и поехали по дорогам местного значения. Виды были пасторальные.

Прибыв в Руан, оставили автомобиль на подземной парковке (4 евро) возле собора. Собор возвышался над нами огромной горой. Но сфотографировать полностью его фасад или боковую часть никак не удавалось. Все время что-то мешало, то деревья, то палатки на площади, то окружающие дома.

Внутри собор производит удивительное впечатление: огромный, светлый, красивый. Невольное сравнение снова не в пользу парижского Нотр-Дам.

Выйдя из собора, обошли его вокруг, прошлись по ближайшим улицам. Много красивых фахверковых домов, некоторые из них заметно кривовастенькие. Ходить по улицам было интересно и приятно.

Вероятно, Руан недооценен туристами, отзывов о нем мало. Мы остались бы в нем с удовольствием хотя бы на пару дней, но нас ждал отель в Брюгге.

Из Руана навигатор повел нас неизведанным маршрутом, но мы полностью доверились ему. К северу от Руана сельская местность стала выглядеть более безлюдной и запущенной, чем-то напоминала бескрайние российские просторы. И вдруг, после пересечения границы Бельгии все сразу изменилось. Дороги стали уже, обочины почти исчезли. Вначале качество дороги резко ухудшилось, она стала неровная, трясучая. Но вскоре асфальт стал более гладким, лучше, чем во Франции. Населенные пункты стали встречаться гораздо чаще. Организация движения в них просто изумительная. Везде отличная разметка, знаки, часто стали встречаться плоские «лежачие полицейские». Перед любым перекрестком организованы полосы для поворота налево, полосы торможения и разгона. И это при том, что скорость ограничена 50, а в некоторых местах и 30 км/час. Крыши на домах стали другого цвета — темно-коричневыми. И форма крыш изменилась, края крыш стали слегка изогнутыми, напоминая шляпы. Не осталось ни одного неиспользованного клочка земли, все было занято посадками, теплицами, небольшими пастбищами. Чувствовались нехватка земли в Бельгии и бережное к ней отношение. И так было до самого Брюгге. Кстати, бельгийцы называют этот город «Брюджес», и когда слышат название «Брюгге», не понимают его. Путь от Парижа до Брюгге составил 435 км.

Мы знали, что в старой части Брюгге очень дорогие отели и практически невозможно припарковать автомобиль. Все парковки находятся за пределами кольцевой дороги, которая окружает старую часть города. Поэтому, чтобы снизить расходы и не создавать проблем с парковкой, мы забронировали на две ночи отель «B&B Antares» в пригороде Sint-Andries. Стоимость с завтраками — 150 евро. Отель оказался просто чудесным. За эти деньги мы получили двухкомнатный номер с современными мебелью и сантехникой.

Завтракали мы в большом холле на фоне красивого сада. Завтраки были отличными, вкусными, горячими, со свежевыжатыми соками и фруктовыми салатами.

Но все это было потом. А первым делом, не распаковав чемоданы, мы помчались в старый Брюгге. Владельцы отеля объяснили нам, как добираться туда и обратно, где купить билеты, снабдили расписанием автобусов и картой. Автобусная остановка находилась рядом с отелем, там же находился небольшой магазинчик, где мы купили билет на 10 поездок за 10 евро. Водитель автобуса, проявляя чудеса ловкости, лавируя с большой скоростью по узким улочкам, где ездили лошадиные повозки и толпами ходили туристы, привез нас на центральную площадь Брюгге. Это был обычный вечер пятницы, но нам показалось, что мы попали на какой-то фантастический праздник. К нашему огромному огорчению, мы в спешке забыли в отеле оба фотоаппарата, поэтому не можем показать уважаемым читателям отчета, что мы увидели на площади, и как выглядит вечерний и ночной Брюгге.

Вся центральная площадь была полна народом. По краям за столиками кафе сидели, ели, пили и отдыхали сотни, а может быть и тысячи людей. Еще сотни и тысячи просто гуляли по площади. Несмотря на такое большое количество людей, всем хватало места, никто никому не мешал. Все были веселыми и счастливыми. Вокруг площади стояли нарядные хорошо подсвеченные дома. А над всем этим нависала громада башни Беффруа (или Белфорта). Дневные фотографии этой же площади не дают полного ощущения всей сказочности ночной картины. Пожалуй, только в кинофильме «Залечь на дно в Брюгге» в ночных эпизодах можно увидеть и почувствовать похожее.

Но стоило только отойти от центральной площади на 50 метров, как ощущение веселья и радости пропадало. Улицы становились темнее, количество туристов уменьшалось, а необычные силуэты домов выглядели загадочно. Погуляв по площади и вокруг нее, вернулись на автобусе в отель, чтобы утром с новыми силами осматривать этот замечательный город.

Так выглядит улица вблизи отеля, ведущая в старый Брюгге.

А это виды центральной площади и Белфорта. На башню мы не поднимались, ноги надо было экономить.

Площадь Бург с Ратушей и Базиликой Святой Крови. Базилика очень красивая внутри. Жаль, нельзя было фотографировать.

Посмотрели Музей изящных искусств (музей Грунинге) с прекрасной картинной галереей работ фламандских мастеров. Найти музей нелегко, надо долго идти узкими проулочками. Билеты в музей стоят по 6 евро (со скидкой для пожилых людей — приятно такое внимание).

Очень величественная и красивая Церковь Богоматери, одна из самых высоких в Европе. Путь к ней идет через мостик над каналом, с которого открывается вид на необычные дома вдоль канала, а также вид на самое маленькое в мире окно (в стене церкви).

Внутри церковь исключительно красива. Особую ценность представляет скульптура работы Микеланджело, так называемая «Мадонна Брюгге». Вход в ту часть церкви, где расположена скульптура и полотна художников, платный. Но с нас взяли всего по 1 евро (со скидкой).

Побывали мы и в Соборе Святого Спасителя (Sint-Salvator). Он показался нам более суровым и темным внутри, чем Церковь Богоматери.

С большим удовольствием просто гуляли по улицам. Нам показалось, что в Брюгге просто нет некрасивых домов и видов. Любая фотография, сделанная навскидку, смотрится как художественная открытка.

Витрины магазинов.

В Брюгге, к северу от центральной площади, есть шоколадная фабрика, при которой организован музей шоколада. Там же расположен шоколадный магазин, в котором можно купить разные виды знаменитого бельгийского шоколада значительно дешевле, чем на центральных улицах.

Конные повозки.

С Брюгге было жаль расставаться. Но ноги уже не ходили, а в голове не осталось места для новых впечатлений.

Купив бельгийского пива и сыра, мы вернулись в отель, чтобы отдохнуть и подготовиться к следующему дню. Сыр был очень вкусный, а в пиве мы не очень разбираемся. Нам показалось, что оно немного мягче по вкусу, чем немецкое.

От посещения Брюгге у нас остались самые приятные впечатления. Все доставляло удовольствие и радость. Прекрасный отель с радушными хозяевами, которые относились к нам как к друзьям. Красивый город с необычной архитектурой и ценнейшими художественными произведениями. Внимательные и любезные водители автобусов и продавцы магазинов, которые готовы были ответить на любые вопросы. Ни одного сердитого лица или грубой фразы во всем городе. Доброжелательные улыбки встречали нас везде. Приятно удивило отношение к пожилым людям. Именно в Брюгге первый раз в моей жизни женщина уступила мне место в автобусе, причем очень настойчиво усаживала меня на сиденье. А молодые девушки и парни всегда вставали, как только пожилой человек заходил в автобус. Незнание голландского языка, на котором говорят жители Брюгге и всей западной Бельгии, никак не мешало нам. Почти все легко разговаривали с нами на английском языке.

8. Брюгге — Гент — Антверпен.

Хорошо позавтракав и расплатившись за проживание в отеле, мы направились в Гент. В отчетах некоторые путешественники отзывались о нем лучше, чем о Брюгге. Поэтому мы ожидали от Гента не менее приятных впечатлений. Но с самого начала все пошло не так. Было воскресенье, и вероятно по этой причине, полиция закрыла подъезды к старой части города на дальних подступах. Пришлось очень долго искать место для парковки автомобиля на обычной улице, буквально втискиваясь между плотно стоящими автомобилями. Потом долго шли пешком к старой части Гента.

Когда добрались до Церкви Святого Михаила, от которой начинаются основные исторические достопримечательности, мы уже были уставшие и расстроенные. К тому же оказалось, что в церкви идет служба, поэтому посмотреть ее внутри невозможно.

С моста Святого Михаила сфотографировали открывшуюся панораму и пошли дальше в Собор Святого Николая.

Собор Святого Бавона, одна из главных достопримечательностей Гента, был закрыт на реставрацию. Поэтому, обойдя башню Белфорт, мы пошли в обратную сторону.

Гент чем-то был похож на Брюгге, но не давал таких же ощущений и остался для нас чужим. Супруга считает, что поездка в Гент была ошибкой. Но я думаю, что плохой результат — тоже результат. Если бы мы не заехали в Гент, нас бы потом мучила мысль: «Что же такое особенное есть в Генте, что его так хвалят». Сейчас такая мысль нас беспокоить не будет. Вернувшись к автомобилю, поехали в Антверпен. В 13 часов мы припарковали машину у отеля. От Брюгге до Антверпена проехали 107 км.

Hotel Rubenshof был выбран нами по причине относительно невысокой цены — 76 евро с завтраком, бесплатной парковки и близости трамвайной остановки, откуда можно было быстро добраться до исторического центра города. Отель снаружи выглядел вполне прилично. Зал для завтраков был оформлен даже с претензией на роскошь, но номер и мебель в нем давно требовали ремонта. Нас это не сильно волновало, так как мы собирались только переночевать в этом отеле.

Не теряя времени, быстро поехали на трамвае в центр города. По пути разговорились с русской женщиной, которая порекомендовала на что обратить внимание в Антверпене, и дала совет начать с Дома Рубенса. Но у нас уже был готов план заранее. Главный музей Антверпена — Королевский музей изящных искусств, к сожалению, надолго закрыт на реконструкцию. Поэтому мы начали осмотр с музея Майера ван ден Берга. Это своеобразный частный музей, в котором картины остаются размещенными так, как это сделал в свое время их владелец. Коллекция музея небольшая, известных мастеров маловато.

Затем пошли в Собор Антверпенской Богоматери — удивительной красоты сооружение и внутри и снаружи.

Именно здесь размещены два самых выразительных и эмоциональных полотна работы Рубенса «Воздвижение Креста Господня» и «Снятие с креста». К сожалению, фотографии не могут передать и десятой доли того впечатления, которое производят эти работы в натуре. Кроме этих полотен в соборе выставлено много других картин Рубенса и других фламандских мастеров.

Перед самым закрытием успели зайти в церковь Святого Павла, в которой размещены картины известных художников, а во дворе церкви у бокового фасада воздвигнута причудливая скульптурная группа «Голгофа», состоящая из 63 статуй. Жаль, что времени на осмотр церкви было мало.

После этого еще погуляли по Антверпену, посмотрели на красивые и причудливые дома.

Повеселил нас коллективный велосипед-распивочная, на котором молодые люди под очень жизнерадостные песни крутили педали и разъезжали по городу, одновременно употребляя какие-то напитки, возможно горячительно-веселительные.

В целом Антверпен оставил приятное впечатление. Мы довольны, что выбрали его для посещения. И вся Бельгия, точнее Фландрия — ее западная часть, где разговаривают на голландском языке, нам понравилась. Здесь живут доброжелательные, трудолюбивые люди. Имеется множество памятников культуры мирового значения. О восточной части Бельгии и Брюсселе, где говорят по-французски, ничего сказать не можем, мы там не были.

9. Антверпен — Амстердам.

Утром 23 сентября мы выехали в Амстердам. Дорога на всем пути была превосходного качества. После пересечения границы Голландии стали появляться ветряные мельницы. Поля с посевами и посадками сменились пастбищами, на которых паслись стада симпатичных коров.

На ближних подступах к Амстердаму выехали на кольцевую дорогу отличного качества, по 5 полос в каждую сторону. Нам предстояло проехать по этому кольцу около 12 км, чтобы попасть в северо-восточную часть города, где был забронирован отель. На кольцевой дороге было установлено ограничение скорости — 100 км/час. Автомобили довольно плотным потоком двигались в четырех рядах из пяти возможных. Выехав на кольцевую дорогу, я старался поддерживать скорость на уровне 98-99 км/час, замеряя ее по навигатору. Через некоторое время я стал терять ощущение реальности. Дорога была совершенно гладкой и практически бесшумной. Все автомобили двигались с абсолютно одинаковой скоростью, при этом на протяжении многих километров взаимное расположение автомобилей не менялось. Возникало ощущение, что все автомобили застыли или зависли в воздухе. Становилось жутковато. Пришлось растирать уши, чтобы убедиться, что это не сон. Вот такие дисциплинированные водители оказались в Голландии. Уже позже я узнал, что там очень большие штрафы за превышение скорости.

Отель с длинным названием Bastion Deluxe Hotel Amsterdam / Centrum — Noord мы забронировали исходя из следующих соображений. Цена проживания 84 евро за ночь для Амстердама невелика. Парковка автомашины бесплатная. Рядом расположена автобусная остановка, с которой легко и быстро можно доехать до Центрального вокзала, от которого в Амстердаме начинаются все транспортные маршруты. Дорога от Антверпена до отеля составила 174 км.

Припарковав автомашину и зарегистрировавшись в отеле, поспешили в город. Два проездных билета за 15 евро купили у водителя автобуса. Особенность проездных билетов в Амстердаме заключается в том, что их надо компостировать два раза, первый раз при входе в транспорт, второй раз — при выходе. В противном случае проездной билет прекращает свое действие. Минут через 15 были уже на Центральном вокзале.

Там пересели на трамвай и вскоре приехали к Государственному музею.

На мой традиционный вопрос, есть ли билеты для пожилых людей старше 65 лет, кассир-шутник ответил, что есть. А когда я спросил, сколько они стоят, он ответил, что столько же, как для всех. Разумеется, разговор шел на английском языке. За билеты в музей заплатили 30 евро, дороговато. Музей очень большой, много известных картин и картин известных художников. В основном, это работы голландских мастеров, что особенно ценно, так как в других музеях голландские картины встречаются редко.

В расположенный рядом Музей Ван Гога не пошли. Во-первых, мы достаточно посмотрели работ этого художника в Париже. Во-вторых, это не самый любимый нами импрессионист. Вместо этого музея пошли на цветочный рынок, чтобы закупить луковиц цветов для сада. Вот где супруга получила особое удовольствие.

После этого мы просто гуляли по городу, разглядывая необычные дома и мешая многочисленным велосипедистам. Мы никак не могли привыкнуть к разметкам тротуаров и велосипедных дорожек. Велосипедные дорожки были гораздо шире, и мы, заглядевшись на всякие красивости, периодически выходили с тротуаров на дорожки, по которым с большой скоростью мчались велосипедисты. Они звенели звонками, делали отчаянные зигзаги, объезжая нас, но ни разу не сказали грубого слова.

Нам показалось, что Амстердам и его жители живут отдельной жизнью, не обращая особого внимания на туристов. Конечно, одного дня на Амстердам очень мало, он заслуживает внимания дней на пять, как минимум. Поскольку наши ноги не хотели больше ходить, пришлось вернуться в отель и готовиться к дальнейшей дороге.

10. Амстердам — Кельн.

24 сентября утром мы выехали в Кельн. Решили сделать в этом городе промежуточную остановку на пути домой по той причине, что очень хотели увидеть знаменитый Кельнский собор. Отель Kaiser Am Wiener Platz выбрали с учетом того, что он расположен рядом со станцией скоростного трамвая (U-Bahn), наиболее быстрого транспортного средства в городе. Скоростной трамвай — это своеобразный симбиоз метро, трамвая и электрички, может ездить быстро, относительно бесшумно, как под землей, так и по поверхности, как в городе, так и между городами. При выборе отеля учитывали также сравнительно невысокую цену 95 евро с завтраком, наличие платной парковки за 3 евро в сутки и возможность раннего заселения — с 12 часов.

Ровно в 12 часов мы подъехали к отелю, и тут начались проблемы. Оказалось, что прямо у входа в отель находится автобусная остановка. Возможно, это было сделано временно из-за ремонта на соседней улице. Но нам негде было поставить автомобиль на период оформления заселения и для выгрузки багажа. Кое-как, с риском получить штраф за неправильную остановку, поставил автомобиль в 20 метрах от отеля и побежал за разъяснениями к администрации отеля. Работники отеля, пожилые мужчина и женщина, заявили мне, что время заселения в отель изменилось с 12 на 15 часов. Пришлось устроить им небольшой скандал, показать распечатку с Букинга, где указано время заселения с 12 часов, пригрозить жалобой в Букинг. Работники отеля были непреклонны — заселение с 15 часов, но разрешили занести багаж из машины в отель. Потом показали, где находится многоуровневая парковка для автомобилей. Оставив супругу и багаж в отеле, поехал на парковку. В ней было примерно 10 этажей, свободное место с трудом нашел на 6-м этаже. Вернувшись в отель, обнаружил, что вопрос с заселением решился, нашелся свободный номер. Мы занесли багаж в номер и поспешили в город.

Вся эта неразбериха с заселением и потерей драгоценного времени испортила настроение. Начало складываться впечатление, что северо-западные немцы сильно отличаются от южных (баварцев) и восточных своей черствостью и формализмом. В дальнейшем это впечатление усиливалось. На станции скоростного трамвая отсутствовали автоматы для продажи билетов. Оказалось, что для продажи билетов на станции устроен специальный офис. В нем три женщины сидят за компьютерами и оформляют билеты. Отсидев какое-то время в очереди, мы оформили себе 2 билета на сутки за 11,6 евро. Только после этого, наконец, мы смогли поехать в город.

Поскольку знакомство с Кельном сильно задержалось в сравнении с предполагаемым графиком, пришлось вносить коррективы в наш план. Начали с музея шоколада, чтобы успеть до его закрытия. Доехав на трамвае до ближайшей к музею станции, пошли к нему пешком, по дороге фотографируя интересные виды.

Шоколадный музей расположен на реке, стилизован под корабль. При музее шоколада работают миниатюрная фабрика и магазин с самым большим выбором шоколада и приемлемыми ценами.

Прикупив шоколада, направились в торговые кварталы Кельна. Мы не ошиблись, предполагая, что самую практичную и относительно недорогую одежду мы сможем найти в Кельне. В частности, понравился торговый центр Karstadt.

И вот из-за зданий магазинов показалась громада Кельнского собора. По мере приближения он становился все больше. Освещенный закатным осенним солнцем, собор был похож на огромного медведя, который зашел в игрушечный магазин.

Внутри собор не выглядит так впечатляюще. Он довольно мрачный. Интерьеры соборов в Брюгге и Антверпене были более интересными.

Этому распятию более тысячи лет.

На этом познавательная часть нашего путешествия закончилась. Мы поехали в отель на трамвае, а силуэт Кельнского собора еще долго сопровождал нас.

Проблемы с отелем продолжились ночью. Оказалось, что в номере практически отсутствует вентиляция. Окна не открывались, а через мелкие отверстия в верхней части окна воздух не проходил. Поэтому в номере стояла ужасная духота. Поэтому категорически не рекомендуем другим туристам отель Kaiser Am Wiener Platz в Кельне.

11. Кельн — Москва.

Утром 25 сентября выехали в Потсдам. На обратном пути мы не отвлекались на осмотр достопримечательностей. Наша главная задача была в том, чтобы без происшествий по графику прибыть домой. В Потсдам прибыли засветло, поэтому успели еще съездить в крупный торговый центр, расположенный за городом, и сделать покупки. Затем поехали в уже знакомый нам Quartier Potsdam Hostel. Пробег за день составил 565 км. Владелец хостела встретил нас как старых добрых друзей. Он был удивлен нашим пробегом от Красноярска до Потсдама и дальнейшими нашими планами. Возможно, он сомневался, что мы благополучно вернемся в Потсдам после посещения Франции, Бельгии и Голландии. В этот раз проживание в хостеле стоило немного дороже — 64 евро.

На следующий день ехали уже знакомой дорогой в Варшаву. Снова заплатили за проезд по платным участкам дорог 73 злотых (около 750 рублей), и за проживание в отеле Wald Economy 134 злотых (1422 рубля). Пробег от Потсдама до Варшавы составил 587 км.

В 1-й части отчета я рассказывал, как меня всю поездку доставал Альфа-Банк своими ежедневными СМС-сообщениями, что по кредитной карте я обязан внести платеж в размере 6 рублей 31 копейка. В Варшаве СМС-сообщения сменились телефонными звонками. Мужской голос угрожающе предупреждал меня, что я не выполнил требование о зачислении денег, поэтому банк подает иск в суд для принудительного взыскания долга и процентов. Ответить что-то я не мог, так как после этого сообщения телефон банка отключался, а телефон прямой связи с банком из-за границы не соединялся. Такие угрожающие звонки продолжались в дальнейшем ежедневно, что, конечно, сильно нервировало.

Дальше можно было ехать прямо на восток и пересечь границу в районе Бреста. Но мы решили действовать последовательно и не нарушать маршрут, заявленный при получении визы. Кроме того, надеялись посмотреть Вильнюс получше. Поэтому на следующий день поехали в Вильнюс. При пересечении границы с Литвой снова обратили внимание на разное качество дорог. Польские дороги узкие с асфальтом среднего качества. Литовские — широкие бетонки советского образца, но подзапущенные и требующие местами ремонта. Проехав 483 км, прибыли в уже знакомый отель A.V.Goda, заплатили за проживание 150 литов (1940 рублей). От прогулки по Вильнюсу пришлось отказаться, так как дул сильный холодный ветер.

28 сентября выехали в сторону границы пораньше. Возвращались через тот же пропускной пункт — Каменный Лог. В 9 часов 20 минут подъехали к границе, легковых автомобилей было немного, но очередь двигалась очень медленно. Непосредственно у пропускного пункта очередь раздваивалась. Граждане Евросоюза на автомобилях двигались в правом ряду по двум коридорам (зеленому и красному), а все другие граждане — в левом ряду. Фуры и автобусы двигались по отдельным полосам. На пропускном пункте проезжая часть имеет специальную разметку, рассчитанную примерно на 5-6 легковых автомобилей. За пределами этой разметки автомобили не имеют права находиться, и должны ждать разрешения на въезд вдали у специального знака. Группа автомобилей, заехавшая перед нами на специальную разметку, стояла очень долго, хотя все уже давно прошли проверку, и отметки в документах были сделаны. Шлагбаум для легковых автомобилей был закрыт, хотя автобусы и фуры двигались безостановочно.

Ожидавших в очереди водителей очень раздражала медлительность литовских пограничников. Все думали, что они дурачатся, устраивают своеобразную забастовку, как это было уже летом. Наконец, группу проверенных автомобилей выпустили с пропускного пункта. Новая группа, и мы в том числе, заехала на специальную разметку. Пограничники предложили сначала оформить такс-фри, кому это нужно, а затем подавать документы в окошечко для регистрации выезда. Такс-фри оформляют таможенники в специальном окошечке. Оформление заключается в том, что таможенник подходит к открытому автомобилю, спрашивает в какой сумке или чемодане находятся вещи для оформления такс-фри, потом переспрашивает, все ли они там находятся. В большинстве случаев проверка этим и ограничивается, чемодан или сумку открывать не просят. Для регистрации выезда подаются паспорта, свидетельство СТС и грин-карта на автомобиль.

В 11 часов 20 минут вся группа въехавших автомобилей была проверена, документы оформлены, но разрешение на выезд пограничники не давали. Они извинялись перед каждым водителем и объясняли, что не могут выпустить, так как вся нейтральная полоса забита транспортом. Многие водители им не верили. Наконец, в 12 часов шлагбаум был открыт. Автомобили наперегонки рванули на нейтральную полосу и тут же уперлись в пробку. Действительно, вся нейтральная полоса была забита автомобилями. Значит, виноваты не литовские пограничники.

Очередь двигалась очень медленно. Счастливы были те, кто успел сходить в туалет на литовском пропускном пункте. На белорусский пропускной пункт смогли заехать только в 13 часов 45 минут. Никаких объяснений о причинах затора белорусские пограничники не давали. Для регистрации въезда подаются те же документы: паспорта, свидетельство СТС и грин-карта на автомобиль. Кроме того, таможенники проверяют багаж в автомобиле. Они смотрят на открытый автомобиль, спрашивают, что находится в чемоданах и сумках. Наш ответ «личные вещи» их вполне устроил, ничего открывать не просили. На следующий вопрос: «сколько литров алкогольных напитков Вы везете?», мы ответили: «6 литров на двоих». Последовала реплика «Правильный ответ!» и пожелание счастливого пути. Это произошло в 14 часов 20 минут. Таким образом, на переход границы мы потратили 5 часов.

В Беларуси нас интересовала Солигорская лечебница, где проводится лечение болезней органов дыхания в соляных шахтах. Поэтому мы поехали в Солигорск, который находится к югу от Минска. Но вот навигатор нас расстроил. Вероятно, заложенные в него карты Европы и России конкурировали между собой. Поэтому дорогу в Солигорск навигатор прокладывал через Литву, то есть требовал вернуться на границу и только оттуда ехать в Солигорск. Пришлось отключить навигатор и ехать по указателям. Дороги местного значения в Беларуси тоже хорошего качества, мы смогли в этом убедиться. А перед Солигорском навигатор перестал дурить и все-таки привел нас к лечебнице. Возвращались мы уже поздно, темнело, приходилось спешить. При этом несколько раз превысил допустимую скорость, на что сразу среагировали камеры видеорегистрации. Два раза видел за автомобилем вспышку света и слышал звук хлыста. Но до настоящего времени штрафные постановления не поступили. Вероятно, белорусы не имеют доступа к российским базам данных на автомобили.

В Минске переночевали в гостинице «Белтрансгаз» за 580 000 белорусских рублей (2 120 российских рублей). Расплачивались, как и везде в Беларуси, рублевой кредитной картой. Номер в гостинице был министерского типа советского образца, просто огромный. Идти от одной кровати до другой — устанешь. Номер забронировали по телефону еще утром. Потом уточняли адрес и проезд. Навигатор плохо знает карту Минска, да и на всей территории Беларуси он часто ошибался. Пробег за день составил 480 км.

Смотреть Минск было некогда. Сделали только несколько фотографий из автомобиля. Надо было спешить во Внуково, успеть к рейсу, которым супруга должна была улететь в Красноярск. Поэтому ехали быстро, но аккуратно. Ближе к Москве движение стало очень плотное. Боялись попасть в пробку, но обошлось. К рейсу успели. Посадив супругу в самолет, поехал снова в гостиницу Uninn Hotel Vnukovo, проживание в которой оплатил авансом в начале сентября.

Из гостиницы дозвонился, наконец, до Альфа-Банка, который извел меня своими угрозами. Выяснилось, что долг возник из-за того, что банк списал со счета плату за пользование услугой «Альфа-чек», то есть за СМС-уведомления о движении по счету. На мою просьбу отложить платеж до 7 октября, когда я вернусь домой и смогу полностью погасить все долги по карте, девушка-работница банка ответила категорическим отказом. Я должен заплатить немедленно, иначе документы пойдут в суд. Никакие отговорки не помогали. На мои объяснения, что я еду в автомобиле и не могу найти терминалы Альфа-банка, девушка предложила вариант, чтобы за меня платеж внес кто-либо из родственников. На этом и договорились, я пообещал, что завтра кто-нибудь заплатит за меня.

12.  От Москвы до Красноярска.

Утро началось с того, что я позвонил сыну и попросил зайти в офис Альфа-Банка и заплатить за меня 6 рублей 31 копейку, номер карты отправил по СМС. Затем поехал в сторону МКАД и на выезде из Рассказовки на Боровское шоссе сразу уперся в пробку. За 2 часа 50 минут я смог проехать только 8 км до МКАД. Это был какой-то кошмар! За 4 часа 20 минут с момента выезда из гостиницы я проехал только 43 км до съезда на шоссе в сторону Владимира.

А тут и сын позвонил и сообщил, что работники Альфа-Банка отказываются брать у него деньги. Номер карты их не устраивает, они требуют номер и дату кредитного договора. Где лежал договор и его номер, я не помнил. Сын продолжил уговоры работников банка, а я продолжал движение.

Запланированный график движения полностью нарушился. Пришлось спешить и ехать с максимально допустимой скоростью. В дополнение ко всем проблемам пошел дождь. На подъезде к Нижнему Новгороду, проезжая какой-то поселок, метров за 20 до знака «Конец населенного пункта» я нажал на педаль газа и на 3 км/час превысил допустимую скорость. Оказалось, что за знаком спрятан регистратор скорости, и через 1 км после знака меня остановили доблестные сотрудники ГИБДД, предъявили доказательство нарушения, составили протокол и оштрафовали на 500 рублей.

Неприятности нарастали. Стало темнеть, надо было искать место ночлега. На узкой объездной дороге вокруг Нижнего Новгорода при разъезде со встречным транспортом попал правым передним колесом в яму с водой, и колесо оказалось пробитым. Проехав около 200 метров, нашел участок твердой обочины, на котором в темноте под дождем приступил к замене колеса. Пришлось переложить все из багажника в салон, чтобы достать докатку, домкрат и ключ. Переставив колеса так, чтобы докатка стояла на задней оси, потихоньку двинулся к ближайшему месту ночлега, который подсказал навигатор. Этим местом стал пансионат «Березка» на окраине Кстова. За 1 100 рублей радушная дежурная предоставила мне номер, в котором были горячий душ и теплые полы в санузле. Это спасло меня от неминуемой простуды. Спасибо вам, добрая дежурная и пансионат «Березка»! За день удалось проехать только 513 км.

Наутро первостепенной задачей была замена покрышки, так как была пробита ее боковина. В Кстове, на удивление, магазинов, торгующих покрышками, не было. Пришлось ехать в Нижний Новгород, но и там купить покрышку было очень трудно. Так как было уже начало октября, в магазинах продавали только зимнюю резину, а всю летнюю убрали на склады. Только в одном магазине нашел покрышку нужного размера с подходящим рисунком протектора. Теперь была проблема надеть эту новую покрышку на диск. Везде были огромные очереди на замену покрышек, и никто не хотел пропускать меня вне очереди, даже с одной покрышкой. Кое-как уговорил одного мужчину, и он пропустил меня впереди себя. На все это ушло полдня. Замена покрышки стоила 1 815 рублей.

Позвонил сын и сообщил, что по рекомендации работников офиса он перевел через Сбербанк на мою кредитную карту 300 рублей (это минимальная сумма перевода) для погашения долга, за это с него взяли 50 рублей комиссии. Но телефонные звонки с угрозами продолжались.

Дальше движение продолжалось без особых проблем, только где-то в Татарстане снова немного превысил скорость. Постановление о штрафе пришло по почте примерно через месяц. Следующий ночлег был в мотеле возле Елабуги. Пробег за день составил 631 км — маловато.

За следующий день удалось проехать 748 км через Башкортостан и Уральские горы. Для такого сложного участка пути вполне достаточно. Ночевал в гостинице под Челябинском. Дальше предстояло проехать очень трудный участок дороги у Бердюжья. Этот участок напоминал асфальтированную дорогу после минометного обстрела. Ямы соседствовали с кочками. Ехать по прямой было невозможно — или перевернешься, или подвеску потеряешь, или сядешь днищем на кочку. Длина этого участка 17,5 км. Мне удалось проехать его за 40 минут, другие легковушки с более мягкой подвеской тратили около часа, а фуры — около 2 часов. За день проехал 952 км, ночевал в Омске. Таким образом, отставание от графика удалось преодолеть.

Дальше дорога была полегче. Мимо Новосибирска проложена новая объездная дорога, которая заметно сокращает время движения. Одно плохо на новой дороге — отсутствие инфраструктуры. Приличную гостиницу удалось найти только в Юрге. Пробег за день — 826 км. Последний участок пути до дома протяженностью 707 км был привычным и легким. Все! Путешествие закончилось.

Пробег от Москвы до дома составил 4 377 км, расход бензина 300 литров на сумму 8 658 рублей. А всего расходы на пути от Москвы до Красноярска с учетом замены покрышки и штрафов за превышение скорости составили 22 480 рублей.

13. Итоги и выводы.

Главный итог — путешествие прошло благополучно, несмотря на большие риски. Любое происшествие с автомобилем или со здоровьем могло сорвать все задуманное. Поэтому мы и назвали свое путешествие авантюрой.

Впечатлений и положительных эмоций мы получили огромное количество. Неизведанных мест на карте Европы осталось значительно меньше.

Общий пробег автомобиля за время путешествия составил 16 536 км, из них 10 855 км — по территории России и Беларуси, а 5 681 км — по Шенгенской зоне. Израсходовано 1106 литров бензина, из них 725 литров на 20 814 рублей — на территории России и Беларуси, и 380 литров на 593 евро (или 26 114 рублей) — в Шенгенской зоне. Средний расход горючего составил 6,7 л/100км, в России — 6,6 л, а в Европе — 6,8 л.

Теперь о главном: есть ли экономическая выгода от путешествия на своем автомобиле? Если начинать путешествие из Москвы или из европейской части России, то выгода несомненна. А вот если начинать из Красноярска, то ответ неоднозначный.

Давайте сравним расчеты. Вот наши расходы на дорогу своим ходом от Красноярска до Вильнюса и обратно:
Стоимость бензина — 20 814 рублей;
Расходы на проживание — 23 220 рублей;
Питание — 2 500 рублей;
Расходы на дополнительное ТО автомобиля и замену покрышки — 4 835 рублей;
Штрафы — 1000 рублей, парковки — 400 рублей.

Сумма  расходов равна 52 769 рублей. К этому надо добавить стоимость авиабилетов для супруги по маршруту Красноярск — Москва — Красноярск в сумме 12 240 рублей, а также стоимость страховки автомобиля (грин-карты) 2950 рублей, так как она обязательна для поездки на своей машине. Общий итог — 67 959 рублей, или округленно — 68 тысяч рублей.

В сентябре 2012 года мы совершили путешествие на автомобиле, арендованном в Праге. За авиабилеты до Праги и обратно заплатили 46 тысяч рублей, за аренду автомобиля — 555 евро (по курсу 2012 года — 22 тысячи рублей). Расходы составили ту же сумму — 68 тысяч рублей. При этом надо учесть, что за небольшую царапину на бампере прокатчик удержал у нас залог — 300 евро (или 12 тысяч рублей). Такую царапину на своем автомобиле мы бы закрасили за 100 рублей. Таким образом, фактические затраты в ту поездку составили 80 тысяч рублей.

Теперь посчитаем расходы на случай, если бы мы взяли в аренду автомобиль в Вильнюсе. Цены авиабилетов на перелет 2 человек из Красноярска в Вильнюс и обратно начинаются с 40 тысяч рублей. Стоимость аренды самого маленького автомобиля в Вильнюсе на 20 дней начинается с 450 евро (в случае страховки автомобиля с франшизой). В этом случае удерживается залог на карте в размере 724 евро. Или есть вариант аренды за 550 евро с франшизой в 300 евро. При курсе евро на сентябрь 2013 года (44 рубля за евро) стоимость аренды автомобиля была бы не меньше 20 тысяч рублей. Таким образом, мы могли совершить такое же путешествие на автомобиле, арендованном в Вильнюсе, при этом совокупная стоимость авиабилетов и аренды была бы не менее 60 тысяч рублей. То есть, затраты при обоих вариантах примерно одинаковые.

Но, если бы мы попали в аварию под Страсбургом не на своем автомобиле, а на арендованном в Вильнюсе, то у нас удержали бы весь залог (724 евро или 32 тысячи рублей). В этом случае наши фактические затраты составили бы не менее 92 тысяч рублей. Таким образом, с учетом риска случайного повреждения автомобиля, более экономным представляется путешествие на своем автомобиле.

Теперь о непосредственных расходах за 20 дней путешествия по Европе от Вильнюса до Вильнюса. У нас получились такие цифры:

Проживание — 1375 евро
Бензин — 593 евро
Платные дороги — 100 евро
Парковки — 35 евро
Музеи — 282 евро
Общественный транспорт — 82 евро
Карты, путеводители — 34 евро
Питание, продукты — 293 евро

Общий расход по указанным видам — 2 794 евро (123 000 рублей) или округленно 2 800 евро. В эту сумму не включены сувениры и покупки, здесь каждый исходит из своих возможностей.

Таким образом, общая сумма расходов за все наше путешествие составила 191 тысячу рублей (4 340 евро).

Что еще хотелось бы сказать в завершение? Получить такс-фри за покупки при путешествии на автомашине труднее, чем при путешествии на самолете. В аэропорту можно сразу получить такс-фри наличными. А при пересечении границы на автомобиле никто денег не заплатит, только поставят штампики на чеках. Потом надо будет высылать эти чеки письмами по соответствующим адресам и ждать поступления денег на карточку.

Во время путешествия мы столкнулись с двумя системами такс-фри. Одна из них, общеизвестная Global Blue. С ней никаких проблем не было, деньги возвратились в течение месяца. А вот во Франции встретилась система — Euro Free Shopping, предоставляющая услуги по возврату французского такс-фри. Письма, направленные в эту компанию остались без ответа и возврата.

Еще несколько слов, чем закончилась история с Альфа-Банком. Угрожающие звонки по телефону продолжались до последнего дня. Последний звонок поступил 7 октября за 30 минут до того момента, когда я полностью погасил весь свой долг по кредитной карте. Я высказал работникам банка, все, что думаю об их умственных и душевных качествах. Они оправдывались ссылками на их внутренние инструкции. При этом выяснилось, что деньги, которые мой сын перевел в Альфа-банк по рекомендации работников офиса, на счет так и не поступили. Они поступили гораздо позже, когда я уже расторгал договор с банком. Хотя я не писал письменной жалобы, почти через месяц, 31 октября, на сотовый телефон пришло СМС-сообщение от банка, что по моей претензии принято положительное решение, и банк приносит свои извинения. И на том спасибо. Но банк успел начислить 6 копеек штрафных процентов за несвоевременную оплату долга в 6 рублей 31 копейку.

Благодарим всех читателей, кто прочитал наше сочинение. Будем рады, если наш опыт будет полезен кому-либо в подготовке своего путешествия. Если есть вопросы, задавайте, с удовольствием ответим.