Отчет об экспедиции на перевал Дятлова и плато Маньпупунер. «Югра — Маньпупунер 2013»

13.01.2014 | 91407 просмотров

По маршруту Нижневартовск — Ханты-Мансийск — Ивдель — перевал Дятлова — плато Маньпупунер

Карта маршрута

Маньпупунер или столбы выветривания (мансийские болваны) — геологический памятник в России Троицко-Печорском районе Республики Коми на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (что на языке манси означает «Малая гора идолов»), в междуречье рр. Ичотляга и Печоры.

С научной точки зрения, эти столбы являются результатом деятельности выветривания мягких пород. Когда-то, 200-300 миллионов лет назад, здесь стояли полноценные горы, но с течением времени дождь и ветер вымыли мягкие известняковые породы, оставив твердые в виде столбов. Благодаря этому мы можем любоваться столбами выветривания на плато Маньпупунер. Однако, это всего лишь наша, научная, версия происхождения Маньпупунера.

У вогулов, местного населения Урала, есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов. По одной из легенд, за Младшими Братьями, т.е. вогулами, гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.

Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло, он тоже превратился в камень.

Состав экспедиции

Евгений (Двенадцатый), жена Марина, дочь Елена (12Двенадцатая12) Половинкины, а также их пес Верный.
Автомобиль Toyota Land Cruiser 80, атмосферный дизель, все блокировки, механическая лебедка, 35’ колеса MT Baja Claw.

Олег (Сталкер) и жена Снежана Ждановы.
Автомобиль Toyota Land Cruiser 80, атмосферный дизель, все блокировки, две электрические лебедки, 38’ колеса Interco TSL.

Анатолий (Француз) и Александр Андроновы.
Автомобиль Toyota Surf, бензиновый, задняя блокировка (не подключен привод), электрическая лебедка, 35’ колеса MT Baja Claw.

Кошелев Игорь, Кирилл Кузнецов (УАЗ050), Колян, Ткаченко Дмитрий (УАЗ050), Конищев Стас.
Автомобиль УАЗ Буханка, понижайка в раздатке, электрическая лебедка, 35’ Silverstone.

Федор, Александр (Танкист), Александр Дроздовы и пес Байкал.
Автомобиль УАЗ, электрическая лебедка, 35’ Silverstone.

Кузьма (ТаранКино) и Андрей (Леший) Таран.
Автомобиль УАЗ, задняя блокировка, понижайка в раздатке, электрическая лебедка, 36’ Interco Irok.

Евгений Зубакин, Евгений (Шевген) Шахов и пес Нор.
Автомобиль Тагаз Тагер, бензиновый, электрическая лебедка, 33’ Maxxis Bighorn.

28.07.13

Сбор был назначен на 7 утра около памятника Покорителям Самотлора, на выезде из Нижневартовска. Даже несмотря на то, что по просьбе нашего кинооператора Кузьмы выезд перенесли с субботы на воскресенье, все равно большинство собирались в последний день и в последнюю ночь почти до утра, а некоторые так и вообще не ложились. Поэтому к 7:00 около памятника была всего пара машин участников экспедиции и несколько человек провожающих. Ближе к 8 собрались 6 машин и в 8:30 5 экипажей (без Француза) таки выехали из города.

Почти вся команда в сборе. К старту готовы!

Последние обсуждения перед стартом.

Француз и Сталкер догнали колонну уже в районе Ханты-Мансийска ближе к вечеру.

Леший тоже воспользовался паузой и подтянул рулевую сошку.

За время дороги поломок особых не было, так мелочи. На первой остановке у Танкиста обнаружилась течь масла из-под приводного фланца задней ступицы, но он быстренько снял фланец, намазал герметиком и собрал все обратно, долив внутрь бортового редуктора масла.

Танкист устраняет течь.

Ну и Леший подтянул на своем УАЗе разболтавшуюся рулевую сошку на поворотном кулаке. У ребят на 050 буханке открылась незначительная течь масла из раздатки, но они сказали, что еще рано обращать на это внимание — несколько капель масла на песке это еще не беда, и, решив, что масло в РК «проверят завтра», отправились дальше.

«Летим» 80 км/ч по асфальту. Не все могут ехать быстрее.

Весь день ехали по асфальту, многие держались из последних сил, чтоб не заснуть. Было очень жарко. Приняли решение встать на ночевку часов в 8-9 вечера. Отличная поляна нашлась раза с третьего, немного не доезжая развилки на Нягань. Там было много места, сколоченный длинный стол, большое, чистое озеро и относительно мало мусора.

Рекламная пауза :)

Чтоб запаска не отвалилась по дороге, фиксировал колесо еще и стяжкой.

К моменту приезда у меня отвалилась свежесделанная калитка для запаски, так что на этой стоянке мы впервые опробовали наш «мобильный сварочный пост», состоящий из мощного 3кВт преобразователя 12В->220В, сделанного еще в СССР и обычного сварочного инвертора. В поездке было еще очень много сварочных работ, так что с этим набором мы не прогадали. Единственный недостаток оказался в том, что ребята по ошибке взяли с собой электроды для нержавейки, в связи с чем, 100%-качественный сварочный шов по простой стали не совсем получался, ну да Бог с ними с электродами, лучше иметь такую сварку, чем вообще никакой.

Француз восстанавливает мне калитку. На заднем плане виден весь наш «сварочный пост».

К сожалению, калитку варили не по месту, поэтому утром пришлось дорабатывать крепление напильником.

Невыспавшиеся быстро разбрелись по палаткам и машинам, а остальные немного отметили начало путешествия. Ужин продолжался часов до 2 ночи.

Прекрасные молодые люди изволят ужинать :)

29.07.13

Жара стояла с самого утра, многие купались на карьере. Собаки Нор и Верный вообще из воды не вылезали. Танкист забросил в воду Байкала, который первый раз в жизни попал в водоем и быстро-быстро из этой самой воды свалил. Подобный способ приобщения к водным процедурам в открытых водоемах оказался для Байкала почему-то не очень привлекательным, несмотря на такое велико-водоемное имя (Байкал).

Пляжный сезон открыт!

С утра мне пришлось доделывать калитку, везти запаску на багажнике не хотелось.

Сборы в самом разгаре.

Часам к 11 собрались и поехали дальше. Вообще, планировалось за вчерашний день доехать максимально близко к Ивделю, поскольку почти все 1100 км до Ивделя — это асфальт, километров 100 бетонки и километров 30 грунтового грейдера. На асфальте внедорожникам скучно, и они стараются асфальтовые дороги проскочить максимально быстро. Правда, из-за конструктивных особенностей УАЗов на военных мостах, скорость передвижения всей колонны по асфальту была не больше 80 км/ч.

Колонна на асфальте.

По пути к Ивделю у Танкиста стал глохнуть двигатель. Еще на бетонке он поменял топливный фильтр, не помогло. Километрах в ста перед Ивделем, как это обычно в России бывает, на стыке двух областей был 30-километровый участок грунтовки отвратительного качества, отсыпанный крупным, горбатым и пыльным щебнем. Там на его УАЗе потек бензин по всему двигателю, началось сильное испарение и бензиновая вонь. Насколько я понял, пропускал топливопровод, это дело быстро устранили, но еще была какая-то проблема с бензонасосом. В общем, несколько раз останавливались, чтобы его охладить водой. В Ивделе Танкист собрался купить ремкомплект бензонасоса, чтобы таких проблем в дальнейшем не было.

Буханка на грейдере обошла всех и упылила в Ивдель первой.

Понизив давление в шинах до 1,5 атм, грунтовку мы с Двенадцатым проскакали быстро и решив, что поломок больше ни у кого не должно быть, рванули по асфальту в Ивдель, до которого было всего 70 км. Понятное дело, что мы и не заметили, как вышли из зоны досягаемости си-би раций. Перед Ивделем остановились в придорожной кафешке с шашлыками и стали ждать остальных.

Указатель в Ивделе.

Через полчаса приехал Француз и сказал, что на грунтовке у Сталкера на его 80-ке отказал стартер и завести ее не смогли. Двенадцатый сразу же рванул назад, на помощь.

В это время по рации я переговаривался с экипажем буханки, который упылил в Ивдель еще раньше, чтобы переобуть колеса и оставить шоссейку на стоянке.

Также в Ивделе нашу кавалькаду ждал еще один человек, который вышел к нам на форум недели за две-три до поездки и рассказал грустную историю. Историю о том, как он в третий раз снарядился покорять Пупы на своем УАЗе, в котором прямо перед Пупами, в 20 километрах, сломалась шестерня ГРМ. Человек этот представился Николаем и родом он из города Березники, из-под Перми. Он уже с утра ждал нас в Ивделе на заправке, поскольку мы планировали приехать сегодня в обед.

Диман меняет шоссейку на муды.

В общем, еще через некоторое время в кафешку приехал Танкист, а за ним подтянулись и Сталкер с Лешим и Двенадцатым, а позже и УАЗ050 (буханка) из Ивделя. Сталкера завели с толкача, но после этого случая он заводился зачастую лишь после хорошего, прицельного удара молотком по стартеру. Видимо от частых купаний 80-ки на соревнованиях, контакты в реле стартера поизносились, и контактная пластина периодически стала залипать. Кстати, шутка про ремонт автомобиля кувалдой за $1001 здесь пришлась как нельзя кстати ($1 за удар кувалдой и $1000 за то, что бьющий знает точное место, куда надо стукать, знающим место удара был «специально обученный человек» Двенадцатый).

Родник «Елизаровский» прямо около заправки в городе.

Вот такой вот родник.

Пока вновь прибывшие кушали шашлык, решено было на буханке съездить в Ивдель, чтобы купить Танкисту ремкомплект бензонасоса или хотя бы узнать, где назавтра найти магазин автозапчастей. Также с ними поехал и я, поскольку Коля из Березников общался со мной, и мы планировали, наконец-то его забрать с заправки и присовокупить к нашей банде. Кстати, за неимением лучшего места, Колю определили в буханку 5-м членом экипажа, где он и прижился и стал в «бухлобусе» «пятым элементом».

«Пятый элемент» Колян и Диман с Кириллом.

А вот его УАЗ в горах стоит с запиской.

Когда вернулись в кафе, Француз уже поехал заправляться перед выездом в сторону Маньпупунера. Все остальные чуть позже присоединились к нему. Поскольку заправок больше не предвиделось, то весь запас топлива надо было залить в Ивделе. Залившись под завязку (в каждой машине запас был примерно по 300 литров), купив в кафе пива и узнав у местных, где недалеко от города можно встать на ночевку вся группа выдвинулась туда. Несмотря на обилие мокрой травы и мошек, после пива все благополучно разошлись спать.

Ночью уже прохладно, фото на привале.

30.07.13

Вчера в дороге выяснилось, что пятилетний сын Танкиста, Саша, заболел ветрянкой. Саня-старший и дядя Федор приняли мужественное решение ехать дальше. Все участники экспедиции это решение поддержали, к тому же все необходимые медикаменты у нас были с собой в изобилии, в нашей общаковой мега-аптечке. Да и совсем недавно у Танкиста переболела ветрянкой дочь, и он был в курсе, как с этим недугом бороться, в том числе и при помощи раствора бриллиантового зеленого, в простонародье обычной зеленки. И в первые дни вместе с нами в экспедицию ехал то ли лягушонок, то ли инопланетянин, в общем, зеленый человечек. С самого начала поездки, конечно, их экипажу тяжело пришлось, но об этом дальше.

Покрасили Санька в радикальный зеленый цвет. Ветрянка — это вам не это.

С утра опять все немного поремонтировались. Сталкер поменял провод массы от двигателя до стартера, но это не совсем помогло, стартер все-таки, изредка, продолжал просить молотка. Леший успел с утра отрегулировать клапана. А я успел искупаться. Было решено ехать в Ивдель за продуктами (хлебом и т.д.), которые не были закуплены дома. К тому же прямо в городе многие запаслись питьевой водой в канистры из родника «Елизаровский», который находился в 150-ти метрах от заправки, на которой мы все заправлялись.

В Ивделе. Последние обсуждения перед стартом в пампасы.

В городе Танкист купил ремкомплект бензонасоса.

Чтобы по возможности ускорить утренние сборы, я решил, пусть Жека спит в машине, а мы с псом в палатке, поэтому нашел охотничий магазин и купил ее там. Забегая вперед, скажу, скорость сборов не очень увеличилась, но в палатке все равно спал я часто. В общем, примерно в полдень выдвинулись из Ивделя в сторону Вижая, Ушмы и базы Ильича.

Первый привал на грейдере.

Небольшой фотосет…

Дорога там — приличный грейдер, грязи немного, по пути было несколько глубоких луж. После Вижая дорога стала уже. Пересекли три брода: через реки Вижай, Ушма и Ауспия. На первом броде все осторожничали, засылали разведку, топали пешком по воде. Двенадцатый после пешей разведки высадил семью на берегу, взяв с собой только свой неизменный талисман по имени Верный, а на заднем бампере Крузака «поселил» оператора Кузьму с камерой, чтобы тот смог запечатлеть переправу всего каравана с противоположного берега, и быстро перешел брод, затем вернулся назад за семейством. Танкист выпустил Байкала и переехал через реку без него. Потом была целая операция по переправе собаки через реку.

Первый, то есть, Двенадцатый, пошёл!

Француз плывет, Кузьма снимает…

У нас с собой было несколько треков предыдущих экспедиций, залитых на Toughbook Panasonic CF-29 и автонавигаторы, к этим трекам в течение пути мы не раз обращались. Где-то в районе Ушмы мы проехали мимо поворота на хребет Чистоп, на который планировали заехать на обратном пути. Для тех, кто не в теме, на Хребте Чистоп находится заброшенная РЛС.

Спасение Байкала из воды прошло успешно )))

Про Чистоп в Интернете ходит много баек. Вроде того, что там не работают рации, сходят с ума компасы, а сотовая связь, несмотря на 250 км до ближайшей базовой станции, наоборот, ловит вполне уверенно. Также про то, что там происходили события почище, чем на перевале Дятлова, про то, что несколько солдат сошли с ума, пока служили на той РЛС. В общем, место интересное и даже немного жуткое. К сожалению, с Чистопом потом ничего не получилось, но об этом позже.

Луж все больше, дорога все хуже, но это все еще дорога.

После брода через Ауспию дорога стала совсем узкой, стали появляться ямы и немного грязи. Причем, в местах пересечения дороги и ручьев было много бревен, видимо, вымывает потихоньку лежневку из полотна дороги.

Перед последним бродом.

Брод через Ауспию.

Одна из луж рядом с обвалившимся мостом.

Ближе к вечеру, после прыжка в одну из таких ям-промоин в рации раздался голос Танкиста: «У меня отвалилось правое переднее колесо». Как оказалось, при подготовке к поездке правый передний бортовой редуктор был плохо прикручен на место, часть болтов не выдержала тряски и прыжков, и редуктор просто отломился, заодно сломав и полуось.

Консилиум под УАЗом Танкиста.

Когда бортовой редуктор отсоединили от рулевых тяг и вытащили из-под машины, увидели, что ответный фланец на чулке моста немного выгнуло вверх и в нем остались обломыши болтов.

Санёк лапку подвернул.

Вот такая красота, редуктор оторван от моста.

Деваться некуда, «специально обученный человек», Двенадцатый достал свой шуруповерт, сверла, также вытащил свой Дремель (это такая машинка типа бормашины или маленькой, но мощной дрели-болгарки) и принялся за дело. Сколько за поездку было высверлено остатков болтов и сколько было придумано всяких применений Дремелю — не счесть. Ближе к полуночи все болты были высверлены, кое-где нарезана новая резьба, редуктор без полуоси прикручен на место, в дополнение к новым болтам, соединение еще и обварили в месте, где фланец был отогнут, чтобы заполнить сваркой полость и чтоб грязь не попадала внутрь.

Выволокли редуктор на свет божий, высверливаются обломыши болтов из фланца чулка.

Огрызок полуоси.

Пока ремонтировали Танкиста, навстречу приехал грузовик Урал. А так как дорога там очень узкая, в одну колею и с объездом была проблема, стали остальные машины теснить к лесу, чтобы Урал сильно не лез на деревья. Там-то Леший под «руководством» Двенадцатого стал маневрировать УАЗку задом в лес, но тут псевдоштурмана отвлекли, чтоб он убрал и свой Крузак с дороги. Оставшись без направляющих жестов и реплик, Леший въехал запаской в дерево и сломал крепление запаски к калитке. Но сварочный аппарат и Француз сделали свое дело, и калитка вернулась к своему прежнему, исправному состоянию.

Француз восстанавливает калитку Лешему.

Примерно в час ночи мы закончили ремонт Танкиста и рванули дальше, на базу Ильича. Остаток пути проскакали довольно быстро, несмотря на появившиеся грязевые колеи и глубокие лужи с жидким, илистым дном. Все, кроме Танкиста, еще были на полном приводе, все еще рвались в бой. На поляну приехали, когда уже светало. Быстро разложили лагерь и отправились спать. На следующий день решено было сделать дневку, чтобы подготовить машины к бездорожью, поскольку здесь заканчивались даже грунтовки, дальше были или колея или намек на нее, как мы обычно говорим — направления.

На базе Ильича.

31.07.13

База Ильича — это просто большая поляна на берегу р. Лозьвы. Местные потом рассказали, что при СССР здесь стояла база геологов, названная именем, понятно какого, Ильича. Сейчас тут ни какой базы и в помине нет, а название места осталось. Утром оказалось, что там ждут своих товарищей с Пупов несколько квадроциклистов.

Разгружается «сруб».

Чуть позже приехал Урал и привез разобранный сруб, из которого ивдельским лесничеством было решено соорудить домик на поляне для туристов, которые зачастили в эти места. Также после создания ивдельского заказника, решено было вообще ограничить проезд в здешних лесах, а около Лозьвы поставить шлагбаум, чтоб по реке никто не ездил (хотя те, кто приезжает сюда, вполне может объехать эту преграду в любом месте).

Кто-то позирует )))

Кто-то готовится к бездорожью ))))

Так как на базу Ильича мы приехали под утро, то о выдвижении в сторону перевала Дятлова решили подумать на следующий день, поскольку на некоторых автомобилях ежедневное ТО — довольно длительная процедура. Да и после предыдущих 3 дней из-за разных мелких проблем с машинами им требовался мелкий ремонт.

12-й собрался шприцевать крестовины после бродов, а Француз менять гранату.

У машины Танкиста тоже работа кипит.

День получился насыщенным. За всех не скажу, скажу только, что я долил масло в двигатель, прошприцевал карданы (точнее, это за меня сделал Двенадцатый, а то у меня не получилось танкистским шприцом это сделать). Снял передний номер, чтобы иметь удобный доступ к лебедке. Спустил колеса до 0,9 атм.

Штурман смотрит как-то свирепо, как бы намекая, что неплохо бы отложить фотоаппарат в сторону и взять гаечный ключ в руки )))

Рядом стоял УАЗ Танкиста, и ему понадобилось больше времени на подготовку. Прямо перед отъездом он поставил в салон под задние сиденья дополнительный бензобак, который тек в нескольких местах. Люди и собака в этом автомобиле надышались бензином так, что им никакого DVD не надо было, чтобы видеть цветные мультики. В общем, решили этот бак снять и немного отремонтировать. Хорошо, что бензин сочился в основном из сливного крана, который прикрутили на место, хорошенько герметизировав соединение. Также заменили крепеж и подложили в местах перегиба под него куски камазовской камеры. Еще Танкист поставил ремкомплект бензонасоса. После этого мы с ним отрегулировали ему клапана.

Саня опять ковыряет какие-то уазовские кишочки )))

Ну и напоследок, «специальный человек» Двенадцатый закрепил кевлар на его лебедке. Пришлось придумывать крепление, поскольку штатно туда можно было присоединить только металлический трос. Тогда же и Француз заменил хрустящую гранату на своем Сурфе, которую не успел заменить дома перед поездкой. В общем, предоставленное время все использовали с пользой.

Именной бак Танкиста пришлось снять для профилактики.

По поводу бензина. От Ивделя до базы Ильича примерно 170 км. Все посчитали, сколько сожгли топлива, заправили из канистр в машины столько же и столько же оставили в закладке на обратный путь. Лично я брал 270 литров бензина (70 литров в баке, 2х30л и 7 плоских 20л канистр). Одну тридцатку перелил в бак сейчас и одну оставил на обратный путь. Леший с Двенадцатым собрали со всех канистры с топливом на обратную дорогу, а так же обратный запас провизии и увезли по реке в сторону, где и сложили схрон.

Собирается топливо для схрона к Лешему на багажник.

В это время около буханки продолжался импровизированный банкет в честь дневки, куда я периодически бегал «принять на грудь» за отпуск, на стоянках, как известно, это не возбраняется. Ближе к вечеру доблестные буханководы замутили баню. На поляне уже имелась металлическая бочка, обложенная камнями. Внутри нее развели костер, разогрели камни хорошенько, потом угли оттуда убрали, а каменку накрыли тентом от палатки. Вот и получилась отличная баня. Несмотря на пасмурную погоду и холодную воду в Лозьве, удалось и попариться и охладиться в реке. Причем я умудрился побывать в бане с двумя группами (баню топили два раза). Отличная вещь! За баню 050 экипажу отдельная благодарность и респектище!

Готовится «банька».

Утром решено было выдвинуться часов в 7, поэтому спать легли рано.

В эту ночь у Сашки-малого был самый трудный момент болезни, можно сказать, обострение. Он все время пытался чесаться и плакал из-за высокой температуры. Танкист всю ночь боролся с болезнью. Тяжко ему пришлось, с утра ехать, а они почти не спали.

«Лягушонок» )))

01.08.13

Как обычно, сборы заняли несколько больше времени, чем планировалось, и выехали с утра мы около 8 часов. Прямо перед нами со стороны Вижая в сторону перевала проехал стоковый УАЗик с лебедкой, это были местные рыбаки. Мы выдвинулись колонной потихоньку в сторону избы в кедровнике, что на пути к перевалу Дятлова. Сразу же после поляны нас ждали длинные лужи, некоторые метров по 100 с уклоном на одну сторону. Иногда край колеи в крене доходил до уровня окна. Забавное зрелище. В такой колее, если захочешь выйти из машины, то при всем желании двери открыть не сможешь, придется вылезать через багажник или люк, у кого он есть.

Начало лесной колеи.

Проехав совсем немного, колонна встала. Буханка заглохла. Сразу же подозрение пало на бензонасос, который был снят и осмотрен. И бензонасос был исправным, и подача топлива присутствовала. Двенадцатый предложил проверить искру. Искры, конечно же, не оказалось. Поэтому следующей в списке подозреваемых стала катушка зажигания. Ее почему-то никто из УАЗоводов с собой в ЗИП не взял. Двенадцатый прочел назидательную лекцию на тему того, что в УАЗе всегда должен быть комплект из бензонасоса, генератора, свечей, трамблера, катушки, ремней, стартера, рабочих и главных цилиндров всех гидросистем, карданов и… еще одного УАЗа в разобранном виде, причем все это дело желательно в трех экземплярах. К счастью, причиной неисправности был всего лишь отсоединившийся провод между коммутатором и катушкой. Неисправность быстренько устранили и двинули дальше.

Вот и буханка встала. Но неисправность починили быстро.

Дорога потихоньку ухудшалась. Колеи стали глубже, грязи и корней добавилось. Так мы доехали до избушки в кедровнике. Как обычно высыпали все из машин, поглазели на избушку, пофотались, оставили наклейку и двинули дальше.

Осматриваем избушку.

Чем ближе к перевалу, тем все больше и больше в округе зеленых человечков )))

Общее фото в кедровнике.

После избы через пару-тройку километров дорога стала потихоньку забирать вверх. В колее добавились камни, а также напиленные куски бревен. Вообще, мало понятно, чем руководствовались те, кто эти бревна в колею складывал. Края колеи стали выше моих новых подножек, и я ими стал постоянно задевать края дороги. В итоге, сначала погнул крепление, а после и оторвал подножки от задних креплений. Они задрались кверху, и двери перестали открываться. Пришлось откручивать передние крепления вместе с подножками и привязывать их к багажнику. Так они и проездили со мной всю дорогу наверху. Как сказал Двенадцатый, «раз силовые подножки являются неотъемлемой частью автомобиля, то мы обязаны их довести до Пупов», это у него юмор такой. Один раз стяжка не выдержала, и одна подножка свалилась на пассажирскую сторону и ударилась в стекло, хорошо, не разбила.

Силовые пороги на Тагере съездили на Пупы и обратно на багажнике )))

Вот она, наша прелесть, жирная, вкусная гряяяазь!

Так как дорога между деревьев сузилась, и длинномерам стало тяжеловато маневрировать, на одном из этих маневров Сталкер оторвал свой замечательный внешний глушитель, а Двенадцатый легонько прилег правой задней дверью на ель, получив небольшую вмятину.

Кому «ад», а кому и отпуск с элементами фитнеса.

В итоге дорога подошла к пологому месту, на котором текущие в колеях со склона ручьи образовали что-то вроде небольшого разлива из качественно замешанной черной грязи. Здесь колеи расходились в стороны и, петляя между деревьев, хаотически пересекались друг с другом.

12Двенадцатая12 была штурманом и Двенадцатому и ТАНКИСТу.
Две машины на себе довезла!

Надо сказать, что практически всю дорогу первой шла буханка. Во-первых, в ней ехали люди, которые уже ездили на перевал Дятлова (и немного дальше), а во-вторых, в ней ехало 4 штурмана. Надо отдать 050-му экипажу должное, они постоянно вели разведку боем и по рации корректировали движение колонны, указывая на опасные и засадные места.

Буханка всегда в авангарде!

Буханка рванула вправо, но там все оказалось сильно хуже, и ребята на лебедке вернулись в основную колею. Осмотрев все пути, было решено ехать левее. Туда и ушел Двенадцатый, вырвавшись вперед. Как оказалось, он поехал вперед сознательно, поскольку там сидел давешний УАЗик местных рыбаков со сломанной теперь лебедкой. Пришлось организовывать спасательную операцию, для этого-то Двенадцатый и пошел обходить его слева. Сначала хотели оттащить УАЗик в сторону, потом передумали.

Рыбацкий УАЗик уперся в ступеньку и спалил лебедку.

Прямо перед УАЗом в колее была набросана куча бревен, перед которой был высоченный корень кедра. Не знаю, сколько сантиметров там была ступенька, но больше полуметра точно и без лебедки в ту сторону проехать было нереально. После пары попыток, 80-ку Двенадцатого поставили впереди этого УАЗа, метрах в 20ти, и заякорили за фаркоп толстым тросом к дереву. Потом мехлебедкой через блок, прицепленный к впередистоящему дереву, протянули через корень сначала УАЗик рыбаков, а затем и всех остальных. У парней, вообще, интересная миссия была. Они планировали на УАЗе отвезти максимально близко к верховьям Лозьвы шмурдяк, затем вернуть УАЗ в Ивдель, затем пешком дойти до шмурдяка и уже оттуда на лодках сплавиться по Лозьве, наловив по пути рыбы.

Заякорили Крузака тросом за дерево, впереди зацепили за дерево блок и через этот блок тянули лебекой стоящий сзади УАЗ.

Почти весь участок разлива ручьев и развилки колей лично я прошел на лебедке. Кстати, перед корнем висел знак с надписью «АД», буквы «А» и «Д» были нарисованы в виде двух лифтованых внедорожников, прикольно. Я думаю так, что «адовость» этого участка сильно зависит от времени года и от количества выпавших осадков. И, честно говоря, мы ехали там не в самое мокрое время года.

Когда Двенадцатый получает в руки топор, то все близстоящие пни и деревья рискуют быть безжалостно срубленными (обратите внимание, как зрители следят за его работой).

Тем не менее, весь лес от базы Ильича до выезда из леса на перевал Дятлова, мы прозвали «дождевым лесом», потому что, постоянно сыпал мелкий и крупный дождь, текли ручьи, и даже если дождь ненадолго прекращался, капли все равно сыпались с деревьев, заставляя работать «дворники» бесконечно. Добавим сюда постоянные большие и маленькие скользкие камни, толстые коренья, глину и жирный чернозем, получаем одно из наших любимых «блюд»! В общем, добро пожаловать на Русский «Rainforest Challenge»!

Начиная с грязевого леса в самых засадных местах штурманом у Танкиста стала Ленка Двенадцатая. В общем, на своих хрупких плечах она протащила Санин УАЗ до самых Пупов. Причем, на одном из сильных уклонов даже как-то умудрилась пресечь опрокидывание УАЗа, толкнув его двумя руками обратно в колею. При всем при этом, Крузак Двенадцатого тоже без штурмана не обходился. Успевала разорваться на две машины.

Очень много деревьев повреждено тросами. Люди, используйте корозащиту!

После корневища дорога стала больше забирать в гору. Подъем был такой крутизны, что машины могли в него подниматься только на первой пониженной передаче, максимум на второй. Зато, стоило только выжать сцепление, так машина сразу же начинала резкий старт назад с завидным ускорением, поэтому тормоза и ручник были постоянно под нагрузкой, при малейшей заминке в продвижении вперед. В колее добавилось камней и корней, вовсю бежали ручьи, и с виду все выглядело малопроходимым. Но чем хороша езда по уральскому бездорожью? А все просто, как бы ни была глубока засада (колея или болото), все равно где-то тут рядом под поверхностью есть твердое каменное дно. Не то, что в ХМАО. Одни торфяники и дна там, кажется, вообще нет. Наши спортсмены и экспедиционеры только фыркали и надменно ухмылялись, когда в разговоре про уральский бездор упоминалось слово «болото».

Пошли каменистые подъемы.

Где-то тут рядом СТО )))

Едущий на одном заднем мосту Танкист, с набором высоты стал намного чаще других пользоваться лебедкой. Здесь надо отметить, что при моноприводности его машины, все-таки очень сильно выручала зубастая резина. Его 35-й диагональный Сильверстоун при добавлении оборотов догрызался до твердого грунта и продолжал толкать УАЗку вперед. Но вот дорога стала немного положе, ручьи из колеи исчезли и со всех сторон прямо рядом с колеей показались грибы. Набрали на ужин немного.

Медведи совсем распоясались, ругаются.

Грибов там было немеряно.

Ближе к выезду из леса деревья поредели, уклон стал боковым, и количество грязи резко выросло. Машины стало стаскивать вбок. Там мне еще пару-тройку раз пришлось залебедиться и мы выехали к финишному подъему на верх перевала. Подъем метров 150-200 покрытый скользким рыжим торфом, под которым были не менее скользкие камни. Деревьев для винчевания не было. Все заехали на него сами, и только Танкист на недоприводе остался внизу. Было решено вставать на ночлег, поскольку уже начинало темнеть. На пригорке остался Двенадцатый и штурмана с буханки, они затягивали лебедками Танкиста в гору.

Нашли в лесу колотушку для сбора шишек, все по очереди с ней сфотографировались.

Активно принимал участие и «пятый элемент» Колян, он всю дорогу штурманил — помогал всем, кому нужна была помощь, ведь всем известно, что в таких ситуациях, помощь лишней не бывает. Тем более, по его действиям было видно, что Николай в нашей теме далеко не новичок и имеет кое-какой опыт, все приемы и движения правильные и нужные, без лишней суеты. В общем, в Ивделе мы его подобрали не зря.

Колян — штурман хоть куда.

За день многие умаялись. На ужин у нашего экипажа и у Двенадцатых была картошка с грибами. Общего стола в экспедиции почти не было, еще перед поездкой было принято решение столоваться отдельно или, по желанию, «кучковаться» по два-три экипажа, иначе готовка и прочие кухонные дела усложнялись. Попробуй-ка наготовить на 19 человек, а потом за всеми убрать.

Вечерний подъем из леса на перевал (Сталкер).

Вечерний подъем из леса на перевал (Француз).

Вечерний подъем из леса на перевал (Двенадцатый).

Проехали за этот день 20 километров.

02.08.13

Проснулись поздно.

Так и ночевали на открытом месте на горе.

Танкист опять всю ночь воевал с ветрянкой, поэтому проснулся он один из последних. Видно было, что им там приходится очень несладко. Еще плюс ко всему, перед поездкой они не успели поставить диффузор на радиатор, плюс его в лесу конкретно закидало грязью. УАЗ стал постоянно греться, а вентилятор гонял воздух вхолостую. Подумывали о том, чтобы сколхозить что-то типа нового диффузора из канистры, но так и не успели. Все уже собрались, а Танкист все еще занимался обслуживанием машины. Масло из КПП у него утекло в раздатку, пришлось переливать. Мы с моим штурманом Жекой помогли поменять масло в двигателе и в мостах и так, по мелочи. Остальные просто ждали, когда все смогут поехать. Появились первые нотки недовольства долгими сборами.

Обсуждаются дальнейшие планы.

В общем, выехали мы только часа в 2 дня. Сразу же начался подъем и появился первый наш курумник. Машины потихоньку переваливались по камням.

Пока я менял колесо, дядя Федор успел черники насобирать.

С утра я забыл проверить давление в шинах, тем более что с вечера еще по краю обода одно из колес спускало. И выехал, видимо, на очень маленьком давлении, так что почти сразу я это колесо пропорол острым камнем. Но сразу не заметил. Удивлялся все, чего это меня так влево кренит и звук, как будто колесо в арке трет. В общем, оказалось, что я на спущенном колесе проехал метров 300. Мало того, мы его еще и пытались на место забортовать, думая, что я просто разулся. В итоге поставили запаску и двинулись дальше.

Первые останцы, разве можно было упустить такую возможность и не сделать общий снимок?

До обелиска Дятловцам ехать было всего ничего, километра 3, так что скоро мы увидели останец, знакомый всем по фоткам из Интернета, а на его вершине белый памятник, точнее обелиск со звездой на вершине.

Вот и камень с обелиском стал виден.

Перед камнем с табличкой выстроили машины в шеренгу и устроили фото- и видеосессию. Часа два, наверное, фотографировались, перестраивались, распили бутылку шампанского, прихваченного Двенадцатым. На соседних останцах Кузьма заметил еще кучу разнообразных табличек и оставленных памяток. Под основным камнем нашли тайник, в котором были разные вещи и пара ежедневников. Отписались в обоих и оставили клубную наклейку.

Под обелиском нашли тайник, оставили там наклейку и надпись в тетради. Парни с буханки показали нам свою прошлогоднюю надпись в той же тетради.

Где-то ниже перевала было место, где стояла палатка и, вообще, произошла трагедия, но туда мы так и не спустились и после фотосессии поехали дальше.

Самый запасливый человек Двенадцатый откупорил припасенную бутылочку шампанского и произнес короткий тост минут на 15 )))

Для кого-то перевал Дятлова — таинственное место, для кого-то интересное, для кого-то мистическое. Лично для меня это просто была точка на карте по пути к плато Маньпупунер. Так что пусть в отчете это точкой на карте и останется.

Люди и машины на перевале Дятлова.

Еще одно общее фото у обелиска с флагами партнеров.

Поехали дальше. Но от перевала тронулась не вся колонна. Оказалось, что у Сталкера что-то случилось с выхлопной, Двенадцатый остался ему помогать. Потом в рацию сказали, что Двенадцатый тоже порезал боковину на колесе. Но порез там заметили сразу, и поэтому они заменили колесо быстро. Как потом оказалось, я и Двенадцатый колеса дырявили одновременно всю дорогу.

С этого ракурса я обелиск ни разу не видел до этого. На заднем плане собственно Холат-Сяхыл — гора мертвецов в тумане.

Порядок движения на тот момент был следующий: буханка на 35” сильверах, Леший на УАЗе на 36” айроках, Танкист на 35” сильверах, Двенадцатый на 35” микки томпсонах, я на 33” максисах, потом Сталкер на 38” ТСЛ и последним шел Франщуз на 35” микки томпсонах. Получается, первая буханка как авангард, а за ней машины по парам, ведущий-ведомый.

Сперва буханка… репка

Бабка за дедку…

Жучка за внучку…

Мышка за кошку…

В общем, мой ведущий (Двенадцатый) остался сзади. А едущие впереди меня УАЗы ускакали вперед. После спуска с перевала, в небольшой низине обнаружилась хорошая такая колея с ручьем, в которой были разбросаны булыжники. Я попробовал проскочить, но в одном месте не смог перескочить из одной колеи в другую и зад стащило поперек дороги. Кроме того, под рычагом обнаружился камень, пока убирали камень и разматывали лебедку, подъехали отставшие. Я зацепил лебедку за проехавшего по верхней колее Двенадцатого, и мы двинулись дальше.

Джиперы уже накатали тропу за сезон.

Следующая засада выглядела как скользкий подъем с травой и сильным уклоном. УАЗы заскочили на него, так как хорошие грунтозацепы на резине в таких местах рулят. Двенадцатый этот склон на всех локах не смог взять в лоб. Попробовал объехать дальше, но там была засада на повороте в виде большого камня, на котором получался большой крен в сторону спуска. Его отвесили несколько человек на левой подножке, а штурмана провели, указывая направление колес жестами. Потом там проехал я, тоже с немаленьким креном. А вот Сталкеру с его 38” колесами и огромным лифтом на этом камне пришлось несладко. На видео потом было видно, что он чуть не опрокинулся. Сверху прибежали парни, несколько человек встали на порог, моей лебедкой подстраховали его за бампер, и Сталкер проехал эту засаду.

Сталкер на камушке.

Тем временем Француз, который весь день подгонял всю колонну, решил пойти по следам УАЗов. Тактика была обычная, газ в пол и «вперед и вверх, а там…». А там я услышал щелчок, и Анатолий остался без переднего привода. Я отлебедил его на ровное место и Француз полез осматривать передний привод. Сначала подумали, что он порвал гранату, но гранату он поменял еще на базе Ильича, так что вывод был неутешителен: умер передний дифференциал. Итак, на один недопривод у нас стало больше. Еще на том склоне я задал Двенадцатому вопрос, какое количество недоприводов критично для экспедиции. Он ответил, что три и еще попросил, чтоб я «не каркал». Кстати, в таких местах и вообще, когда техника и люди идут на максимуме возможностей, слова, сказанные невпопад, очень часто материализуются. Торопливость Француза очень быстро обернулась поломкой. И всю дорогу мы проверяли это утверждение.

Всю дорогу по хребту мы лакомились голубикой и черникой.

Я-то еще по пути в Норильск заметил, что как только скажешь что-то типа «да тут уже нормальная дорога, завтра в Норильск приедем» или «да мы уже на асфальте, сегодня ночью дома будем», как в первом случае весь следующий день пришлось форсировать реку в -30°С, из которой выдавило на лед полметра воды, которая покрылась восьмисантиметровым слоем льда, а во втором случае бороться с последствиями вылета с дороги и последующего переворота автомобиля на гололеде.

Очередной подъем. Не все его с первого раза взяли.

Как бы то ни было, все поднялись на тот подъем. Там, кстати, пригодилась сталкеровская кувалда, которой разбили большущий булыжник, чтобы такие пузотеры, как я на 33” колесах, смогли проехать. Мы перевалили через гору и начали спускаться в распадок, образованный двумя ручьями, между которыми расположилась большущая поляна, правда, с уклоном. На спуске к распадку навстречу подъехал 72-й крузак с экипажем из трех тюменцев и одного маленького белого лабрадора. Люди пообщались-пофотались, собаки тоже поздоровались. Спуск в ручей и подъем из него были сильно крутыми, и своим ходом там поднялась только буханка, остальные помогли себе лебедками, зацепившись за буханку.

Только буханка сама выбралась из этого ручья.

На склоне перед ручьем встретили троих тюменцев на 70-ке.

Потихоньку все скапливаются на поляне.

На поляне решили встать лагерем. За день проехали всего 4-5 км.

Ко мне и к Двенадцатому подошли парни из буханки. Они посетовали, что колонна движется жутко медленно и что с недоприводами нужно что-то решать, иначе мы потеряем много времени, а некоторым его просто не хватит. Может быть, даже оставить их здесь, а забрать на обратном пути. В воздухе даже витал такой вариант: если Танкист и Француз соглашаются варить передние дифференциалы (чтоб хотя бы одно переднее колесо помогало заднему мосту), то на следующий день устраиваем полудневку, и мы с Двенадцатым латаем колеса, пока разбираются передние мосты и варятся дифы недоприводов и идем дальше полным составом.

Урочище.

Очень уж не хотелось их тут оставлять на полпути к цели, ведь увидеть Пупы и прикоснуться к ним хотелось всем. Ведь мы же «61-я параллель», все знают стих написаный на главной странице нашего сайта: «Я узнал, что у меня есть огромная семья, и травинка, и лесок…», и все помнят, откуда этот стих взят. Но не все помнят еще одну крылатую фразу, взятую оттуда же: «Русские своих на войне не бросают!».

Стали на поляне лагерем.

Танкист и Француз поначалу отказались заниматься таким ремонтом, так что мы с Двенадцатым стали заниматься колесами в ночь, чтоб с утра не задерживать колонну. А без запаски ехать по курумнику не очень хорошо. Спать мы с ним легли часа в 4 утра, починив только колесо Двенадцатого и разбортовав и помыв мое. На ремонт второй покрышки сил не хватило, тем более, что порезов там было 6 штук. Мало того, глядя на нас, и согласившись с доводами общественности, Танкист решил все-таки варить диф, так что время на следующий день для ремонта колеса у меня было.

Уральские красоты.

Даже в конце лета в горах легко можно найти снег.

03.08.13

С утра (которое у меня началось часов в 10) я сразу взялся за починку шины. Я как-то совсем не выспался, а тут еще и солнце выглянуло, чуть не уснул, пока шил это колесо. Смысл починки колеса: зачищаем изнутри резину дремелем, под нитками сильно не пошуруешь наждаком. Берем шило и суровую нить и зашиваем порезы, чтобы стянуть края пореза для склеивания латкой и хотя бы немного дольше колеса прожили, и порезы сильно не раскрывались. Затем наносим специальный клей, даем ему подсохнуть и лепим туда специальную армированную латку. После чего собираем колесо с камерой внутри. Дальше колесо едет, как ни в чем не бывало, но, к сожалению, в колесе с камерой приходится держать почти асфальтовое давление, что очень сильно влияет на проходимость.

Мобильный шиномонтаж.

Тем временем, Двенадцатый помог Танкисту с дифференциалом, а Француз, который решил передним мостом не заморачиваться, заблокировал диф в заднем мосту. Я так понял, что задний лочный мост от прадика, который он недавно себе поставил, не был подключен к электрике и заблокировать его можно было только руками, вскрыв механизм привода блокировки, лежа под машиной. Кстати, блокирование моста тоже не обошлось без вездесущего нашего «специально обученного человека».

Располовинили яйцо переднего моста на УАЗе Танкиста, чтобы достать диф.

Вот и Танкисту дифференциал заварили.

Пока мы занимались машинами, на стоянку подходили пешие туристы. Также подъезжали квадроциклисты и даже поделились с нами своим треком. К сожалению, всю дорогу во время таких общений со встречными туристами, я чего-нибудь обязательно ремонтировал, так что все новости потом узнавал со слов своих попутчиков.

Подъехали квадрики. Но побыли недолго.

Увидев «пешиков», Санёк закричал: «Мужики, доставайте лужье, наша еда идет!».

Сашкина ветрянка сегодня вроде как стала сходить на нет, и парень стал проявлять активность. В общем, с этой стоянки, без Санькá не обходилось ни одно событие в поездке. Конкретно здесь он успел побывать около каждого. Чуть ли не с каждым сходил вниз умыться, к ручью за водой, пообщался с пешиками, подоставал Ленку Двенадцатую, повыпрашивал сладости у всех, кто не ковырялся в машине, залез к Жеке в ноутбук, когда тот сливал треки от квадриков. Потом Танкист приобщил пацана к делу, и в обиходе экспедиции появились такие слова, как «алмилованный скоч» и «шплиц». А однажды, увидев на вершине холма пеших туристов, идущих в нашу сторону, он побежал к отцу с компанией и во весь голос закричал: «Мужики, доставайте лужье, наша еда идет!». Тут все просто покатились со смеху! В общем, парень ожил, что нас всех очень обрадовало.

Сашка с Жекой сливают трек в ноутбук.
Из-за солнца экран бликует, пришлось спрятаться под куртку.

Сашка помогает загорать свободным от ремонта.

Сашка помогает Марине фотографироваться.

Сашка уже сам по себе.

Решили выезжать сразу по окончании ремонта. Несмотря на то, что было уже часов 5 вечера, колонна тронулась в том же порядке. Теперь Танкист поехал веселее, и у Француза добавилось проходимости после блокирования заднего моста.

Вся королевская конница…

Поднялись из урочища на гору, сразу же стало солнечно. Там остановились, потому что после подъема Танкист опять нагрелся. Ну и плюс нам встретился дядька с какой-то железякой на плече. Он зачем-то нес сопло от ракеты (небольшое, видимо от спутника или какое-то маневровое, я не силен в ракетотехнике). Также просил, в случае нахождения чего-то подобного, сообщать в какой-то фонд Дятлова. Как между собой связаны ракеты, Дятлов и фонды, я не понял, потому что с дядькой я опять не общался.

Дядька с железякой.

Двенадцатому всегда есть дело до любой железяки.

Еще около камня на перевале Дятлова, когда я пытался подъехать задом к камню для фотографирования, впереди в машине раздался какой-то лязг. После этого, на этом подъеме, стук повторился. Я полез в подвеску, обнаружил осевой люфт гранаты в ступице. Подумал, что это она брякает.

Проверяю люфт гранаты в Тагере, остальные, как всегда, советуют, собаки помогают )))

Там же решили Танкисту сделать дополнительное охлаждение. По размеру ноздрей с УАЗа Лешего прямо тут Двенадцатый выпилил болгаркой здоровенную дыру в капоте. Ну и капот Танкист теперь закрывал, подложив под него камень и привязав веревками, чтобы была щель для охлаждения. Вроде как, после этих процедур, греться Санин автомобиль перестал.

Двенадцатый делает вентиляционное отверстие УАЗу Танкиста.

Сегодня нам хотелось доехать до «стены». Дальше у нас на пути лежали поля курумника. Кто не в курсе, «курум» или «курумник» — естественная россыпь камней обычно от нескольких см в малом поперечнике до 1—2 м, имеющие вид свежеобломанных, то есть с острыми неокатанными краями.

Остановка около курумника.

Фотосессия на курумнике.

Так вот, дальше этого самого курумника было очень много. Я со своими 33” колесами бился днищем о камни постоянно. Хорошо, стояла защита, и передние рычаги были дополнительно усилены снизу, так что мне, как самому маленькому, хоть и досталось, но без необратимых повреждений. Все, что можно, я уже оторвал раньше, по пути на озеро Джека Лондона в 2011 году. На этих курумных полях мы с Двенадцатым выгружали пассажиров из машин и ехали налегке, да и остальные тоже на самых сложных участках выгоняли пассажиров из машин и ехали вперед, пользуясь их подсказками, прорезать колеса никому не хотелось. А едущая первой буханка так и вообще почти всегда ехала без штурманов внутри.

«Каменная река».

Курумник — тот же асфальт, только сильно неровный ))))

Дальше курумник переходил в болотистые низины, но, так как давно стояла сухая погода, все было проходимо. Насколько я видел, только Француза в самых засадных местах тащил на лямке Сталкер. Где-то там навстречу попался местный житель, манси. Паренек с небольшим рюкзаком бродит по окрестностям и ищет потерянное в прошлом году стадо оленей. Он сказал нам, что до стены 3-4 км. Но пешком эти километры пройти гораздо быстрее и проще.

А вот и местный житель. Ходит по округе, ищет потерянное стадо оленей.

Солнце клонится к закату…

А мы еще по кустам, да колеям ковыляем.

Мы приблизились к горе Отортэн. У горы много отрогов или как там это называется? Так что она все время была на виду. И вообще, потом казалось, что никак мы от этой горы не можем отъехать. До стены мы не дошли всего один подъем и спуск. Как раз перед этим подъемом около ручья мы встали на ночлег. Там стояло еще несколько палаток пешиков.

Фото на фоне показавшегося Отортэна.

Почти сразу после остановки стемнело. Собаки, видимо, чувствовали дикую природу и усиленно несли службу. Так что в темноте к машинам, где ехали собаки, некоторые боялись подходить, так как обязательно были облаяны. Даже Нор, никогда не проявлявший интереса к службе, и тот старательно гавкал на всех посторонних.

Кузьма с камерой караулит закат.

Я из консервных банок маникюрными ножницами вырезал несколько шайб, которые подложил под стопорное кольцо гранаты, там, где был осевой люфт.

Как обычно, поужинав кашей с тушенкой, мы разбрелись спать.

04.08.13

Утром выехали вроде нормально, часов в 10:00. Сразу же со стоянки, после спуска в ручей, начинался крутой подъем. Перед нами рано утром в подъем ушли парни на эндурах. Было слышно, как они там преодолевали подъем, и мотоциклы рычали в самых засадных местах, пилоты сильно матерились.

Ручей на стоянке.

Из наших первыми опять пошли УАЗы. Поревели там движками, полебедились. Но вроде как немного поднялись. Правда, в рации вскоре послышалось, что у Танкиста отвалился руль, так что они там встали, чтоб приварить его на место. Следом за ними тронулся Двенадцатый, а за ним и я.

Недалеко мы сегодня уехали.

Вообще, у многих были заниженные раздатки или главные пары в мостах, поэтому скорости у ведомого-ведущего частенько не совпадали. Танкист постоянно упирался в Лешего, а я в Двенадцатого. Так и вышло на этом подъеме. Догнав Двенадцатого на повороте в подъеме, я неудачно остановился. Когда тот поднялся на следующую «ступеньку», я попытался тронуться в горку с поворотом, не получилось. Со второго раза что-то бумкнуло в передке, и машина перестала вообще колесами крутить. Сначала подумали, что пришел кирдык раздатке, но на 2H задние колеса крутились. Отлебедили меня поудобнее, я снял переднюю защиту и передний кардан. На понижайке задние колеса тоже стали крутиться. Значит, сломался передний мост. Сразу стала понятна природа недавнего стука в передке на перевале Дятлова, это готовился умереть передний диф Тагера. Статистика навеяла грусть — расход мостов стал превышать расход покрышек. Но статистика статистикой, а практика говорит, что и то и другое ремонтируется в полевых условиях, поэтому мы не унываем и, тем более, не паникуем.

Скинули мост, сняли крышку

Высыпали лишние детальки

Двенадцатый подтянул меня на более ровную площадку, рядом с Танкистом, которому варили руль и заднюю калитку.

Было решено снимать передний мост. После вскрытия моста, выяснилось, что лопнул корпус дифференциала, и отвалилась одна его стенка, поломало ось сателлитов и раскрошившимися деталями заклинило главную пару. Посмотрели на пару и на внутренности моста, вроде все выглядело не сильно страшно, поэтому решили варить передний дифференциал, чтобы заблокировать передний мост.

Немного пожевало ведущую шестерню

Но мы ее подточили…

В итоге, за этот день мы ехали всего 1 час и 400 метров.

Ремонтом занимались весь день до самой ночи. Спасибо Двенадцатому, без него все ремонты шли бы намного дольше, почти всё он делал сам, остальные только помогали ему. Так получилось и тут. Вместо сломанной оси сателлитов отрезали кусок от удлинителя воротка из набора головок, приварили его к шестерням, надетым на полуоси, и расклинили еще дополнительными вставками. После этого приварили ведомую шестерню главной передачи к сателлиту на длинной полуоси, проложив между ними уголки из арматуры. Так как корпус дифа чугунный, в полевых условиях приварить к нему что-то невозможно, оставили его только для того, чтобы весь дифференциал крутился на подшипниках корпуса. Побитые зубья шестерен главной пары подправили Дремелем и после нескольких примерок (собрать-разобрать-подточить-собрать) пара стала крутиться и мост стал работать, правда, в постоянно заблокированом состоянии. Вот так нежданно-негаданно, на Тагере появился постоянно залоченый передний мост.

Железочек напилили…

Молоточком подстучали…

Сварочкой подварили…

И передний дифференциал заблокировали )))

Пока мы занимались Тагером, остальные убивали время как могли. Кто-то спал, кто-то ел. Буханководы решили построить домик Нуф-Нуфа из курумника.

Экипаж УАЗ050 от скуки построил домик Нуф-Нуфа )))

В буханке кончился газ, теперь они еду готовят на костре.

Сталкер со Снежаной пошли пешком на вершину Отортэна, на склоне которого мы встали. За ними следом туда двинулся Леший на УАЗе. Как потом выяснилось, он там заглох и не смог завестись. За ним поехала буханка, но почему-то без проводов прикурки. Парни вернулись за проводами пешком, опять поднялись в гору и прикурили Лешего. Я, кстати, заметил, что чтобы завести УАЗ надо помаслать стартером несколько секунд. Соответственно, когда приходится ползти на холостых оборотах, да еще и постоянно лебедиться, генератор на УАЗе не успевает дозарядить аккумулятор. Плюс еще в машине у Лешего ехал Кузьма, который все время снимал кино, и там постоянно заряжалась куча разных аккумуляторов.

Сталкер, Снежана, Леший и Кузьма успели сходить на вершину Отортэна.

Пока мы стояли на этом подъеме, навстречу прошла колонна машин и квадриков. Потом с одним из этих парней я встречался в Ивделе на заправке. Затем в попутном направлении нас обошли несколько квадроциклов. Вообще, квадрики там снуют как муравьи. Едешь-едешь или стоишь, и тут что-то вжжжжжжж. Бац — мимо проскакали квадры. А сколько в тех краях пеших туристов — не счесть, хотя, может быть, это все время одни и те же были, я их как-то не запомнил. Мы с некоторыми постоянно шли, обгоняя друг друга.

Фото на память с очередной встречной командой (опять они с лабрадором).

Судя по тому, что вечером мы еще ковырялись с железками и сборку моста закончили, когда стемнело, стало понятно, что на сегодня движения никакого не будет. А ведь ехали мы уже целую неделю. Я вообще предполагал, что на Пупы и обратно мы обернемся дней за 10, ну максимум две недели. Но пока выходило так, что мы в 2 недели всем табором ну никак не укладываемся. Это вносило некоторый напряг в общее настроение. О причинах столь долгой дороги говорить не буду, думаю, что их было много и разных, каждый сделал для себя свои выводы. Лично я решил к вопросу размещения шмурдяка и к вопросам упаковки подойти в следующий раз более продуманно.

Очередной сеанс спутниковой связи с родными.

Устанавливали мост на машину уже ночью, и даже немного под дождем. В темноте Леший залез к себе в задний мост и обнаружил, что у него сломан грибок (короткая полуось) в правом колесном редукторе. Да еще и какой-то не простой, а усиленный, чего он совсем не ожидал. Тут выяснилось, что днем, на Отортене буханководы перед тем как прикурить УАЗик Лешего, сначала пытались завести его с буксира на жестком куруме, возможно, это и послужило причиной поломки, а может быть, шлицы этого грибка уже давно были «на подходе», а дневной буксир свернул их окончательно. Но у Лешего с собою был запас стандартных грибков, только требовалась небольшая доработка. Тут опять пригодилась сварка, и опять Француз взялся за держак сварочника.

Спать снова легли под утро.

05.08.13

Судя по моим записям, выехали мы после обеда. Я вообще этот день плохо помню, несмотря на то, что «стену» штурмовали.

Вид с очередного отрога Отортэна.

Отортэн никак не пускает нас дальше.

Сразу после трогания в горку, у Лешего что-то произошло с бензонасосом. Его быстренько поменяли. Экипаж буханки решил оставить российский флаг на этой стоянке, им сказали встречные джиперы, что не мы первые, кто никак с таким флагом проехать не может. Короче, суеверными стали даже те, кто до этого был ярым противником всяческой эзотерики. Это я к тому, что я сам пошел повязывать ленточки на отдельно стоящую березу, чтобы Отортэн отпустил нас. Где-то тут же на подъеме выяснилось, что у Танкиста залип ручник, машина пошла тяжело и начали гореть колодки. Он ослабил тросик. И где-то там же у Лешего отвалилась пассажирская дверь (не выдержали болтанки штыри дверных петель), так что дальше он вез дверь на крыше.

Эндурам помогали всем миром.

Поднялись на вершину, на которой проехали по курумнику. Это все еще мы переваливались через очередной отрог Отортена. Затем начался длинный спуск в лес. После того, как мы переехали границу леса, спуск пошел очень веселый. Круто, скользко, жирная грязь, камни, близкие деревья, хитрые повороты. Машина руля не слушается, тормозов не слушается, торможение двигателем помогает слабо, колеса все равно юзят, и машина летит вниз как санки, очень крутой уклон. В общем, с горем пополам, спустились вниз. После этого спуска Танкист, смеясь, во весь голос признался, что от волнения на этом уклоне, спускаясь, он срал кирпичами, и так театрально вытряхивал это дело из штанины и зажимал пальцами нос, было смешно и радостно, что все спустились вниз без потерь. Первые спустившиеся поднялись пешком наверх, чтобы провести остальных. Внизу еще был ручей. Вроде бы, крутой уклон там закончился, но в русле ручья колея была довольно-таки глубокая и, в ней тут и там попадались булыжники размером с колесо.

Отличный, запоминающийся спуск.

Камни и грязь с уклоном. Летишь себе, куда бог пошлет.

Таким макаром мы подъехали к «стене». Сколько про нее было прочитано в Интернете, сколько всяких картинок и видео выложено… Ну да, крутой выезд из каменистого ручья, порядка 60 градусов у подножья и плавно переходящий в 45-градусный подъем через 15 метров, а дальше и вовсе в 30-градусный уклон, по которому на полном приводе ехать можно легко. Кстати, мы в апреле, в рамках очередной покатушки проводили тренировочный подъем на склон, типа «стены». Правда, там уклон был только 45°, зато на песчаном склоне без единого дерева и высотой метров 30.

«Стена», совсем не страшная…

Затянули мотоциклы веревками на «стену»…

Потом квадрики.

Так что «стена» никаких сюрпризов нам не принесла. Когда мы подошли к ней, там ждали своей очереди на подъем 3 мотоциклиста на «эндуро» и двое квадроциклистов. Нас было много, поэтому мотоциклы и квадрики мы такой толпой затянули наверх просто веревками. Ушло на них не больше получаса.

Ручей под «стеной».

Двенадцатый, как всегда, самый первый.

Потом наверх на своей механической лебедке забрался Двенадцатый (вообще, он любит такие препятствия первым брать). У него там намотано 50 метров кевлара, поэтому безо всяких напрягов он смог зацепить блок за дальнее дерево наверху и без перецепляния залезть на склон, развернуться и встать там носом вниз, упершись в дерево и заякорившись за мощный кедр сзади толстой веревкой. Его лебедкой, также через блок страховали лебедки остальных, когда те поднимались на «стену». УАЗ050, Шевген, Француз и Танкист поднялись быстро и без проблем. Потом начались некоторые заминки.

Двенадцатый заякорился сзади и страхует остальных на стене.

Леший на стену стал забираться с полупустым баком, весь бензин стек назад и перестал поступать в топливозаборник. Машина заглохла. А так как аккумулятор был уже подсаженный, то лебедка здесь окончательно высосала его. После подъема Лешего мехлебедой Крузака на более пологий склон пришлось ждать, пока аккумулятор немного восстановится, чтобы завести машину, но без толку. Тогда Денадцатый окончательно подтащил Лешего к себе, чтобы бросить провода прикурки и при помощи двух своих аккумуляторов и 130-амперного генератора вдохнуть жизнь в его двигатель. Дальше Леший пошел своим ходом. Последним поднимали Сталкера. На этом подъеме его лебедка сдохла, поэтому до места где машины могут лезть в подъем уже сами, его затянула та же самая мехлебедка Двенадцатого через блок. Вообще, на «стену» мы поднялись достаточно быстро, все действовали слаженно и шустро, особенно суперштурман Танкист. И все семь машин, несмотря на заминки с аккумуляторами и лебедками, мы подняли примерно часа за полтора.

Буханка сразу пошла в отрыв, чтобы не терять время и не занимать склон: после стены подъем еще метров 150…

Леший с оторванной дверью )))

И Танкист со всем своим скарбом лезет на «стену»…

И Сталкер на своем мастодонте.

И Француз не отстает.

После подъема на стену, буханка ушла вперед, а остальные ждали друг друга здесь же, на пологом участке. Потом решили ехать по возможности вперед. Я на заблокированном переднем мосту буквально влетел в этот подъем, всего пару ступеней пролебедившись. Правда, по пути потерял половину содержимого багажника. Жека, мой штурман, весь подъем пробежал бегом, по пути еще и подобрав кучу барахла, потерянного мною.

Жека забежал наверх с баулами и даже не запыхался.

На вершине мы встали на более пологом участке, поскольку после перевала по рации связываться с теми, кто поднимается со стены, невозможно, гора глушит радиоволны. В рации было слышно, что остальная часть колонны с большим трудом преодолевает этот подъем. Еще бы, ведь он точная копия того спуска, на котором перед «стеной» мы хапнули адреналина. Я несколько раз спросил, надо ли спуститься и помочь остальным, на что нам ответили, чтобы мы доехали до буханки и отправили их вперед.

Остальные этот подъем до темноты штурмовали.

Мы сели в машину и поехали по перевалу, а потом и на спуск. После границы леса, нашли перед ручьем небольшую стоянку, где остановились квадрики с эндурами, и принимал водные процедуры экипаж буханки. Времени было полдесятого, поэтому понятно было, что ехать дальше в подъем после ручья смысла нет, поскольку, пока все остальные доедут сюда, уже стемнеет. Через минут сорок подошли пешком пассажиры Танкиста. Посетовали, что я их не подождал наверху, хотя эти зеленые человечки на фоне леса в сумерках незаметны, и мне они не кричали, чтоб я их дождался.

У буханководов водные процедуры. )))

Холодно там было и сыро…

А еще через час-полтора, уже в темноте подъехали и все остальные экспедиционеры. Их ждал костер, потому что ночами в таких лесах было почему-то очень холодно. Вечером у нашего экипажа на ужин было рыбное блюдо из макарон и кильки в томате, которое вкупе с костром и водкой хорошо пошло после «стены». Кто-то из присутствующих, по-моему, Сталкер, предположил, что Шевген — это от имени-фамилиии Шевченко Геннадий (хотя на самом деле Шахов Евгений). Танкист меня до сих пор так называет.

06.08.13

Наутро в этом же самом лесу было уже так жарко, что долго спать не вышло. Хотя, с утра все были какие-то помятые. А еще с вечера было замечено, какие здесь растут кривые березы, и что никаких кровососов в этом странном лесу нет. Зато я сумел помыться немного в ручье, там обнаружилось что-то типа купальни. Холодно, правда, но выбирать не приходилось. Там в этом плане любой ручей в радость. Пока я мылся в ручье, мимо нас проехала команда из Нижнего Тагила на нескольких машинах.

Какая-то аномалия… Березы все кривые, насекомых нет, днем жарко неимоверно,
ночью мороз…

И роса такая крупная, что не верится…

Пока все собирались, кто-то, кажется, Жека, обнаружил письмо на дереве, адресованное мне и нашей группе. Забавно. Послание оставила команда с форума land-cruiser.ru, которая была в курсе о нашей экспедиции. Мы вместе в 2011 году ездили в Магадан, так что они решили оставить нам привет.

Письмо-привет нам на дереве от команды land-cruiser.ru. Месяц нас там ждало )))

Текст письма.

Так как до коляновского УАЗа оставалось совсем немного, буханка выехала раньше всех, чтобы доставить его туда для ремонта.

УАЗ050 усвистали опять вперед…

Остальные же выехали по времени опять после обеда, хотя у нас под это дело уже была подведена теория, что как только мы выезжаем утром, то или весь день чинимся или по очереди ломаемся. Перед выездом немного проверили автомобили. Двенадцатый прошприцевал карданы и, с помощью лебедки Танкиста, выправил защиту крыльев, которой досталось в лесу. Еще Двенадцатый с Лешим занялись установкой пассажирской двери Андрюхиного УАЗа на место. Пришлось высверливать заломыши штыря из дверных петель и на их место ставить длинные болты с гайкой. В общем, теперь Леший поехал со всеми дверями, без риска потерять на ходу кинооператора Кузьму.

Очередной мелкий ремонт перед выездом…

Как только поднялись на крутой подъем из ручья, точную копию предыдущих двух склонов, и как стали удаляться от Отортена, так и ехать стало как-то проще. Все бугры пошли пологие и без больших грязевых и болотистых участков. Просто в гору Сталкер иногда цеплял Француза и тянул в особо засадных местах.

На очередной вершине…

Фотка-загадка. Найди дядю Федора на снимке )))

По пути встретили домик манси, около которого на вешалах вялилась нарезанная полосками оленина, и сушилась оленья шкура. Двенадцатый хотел купить у них мяса, но ему отказали.

Марина у избушки манси. Видно как на вешалах вялится оленье мясо…

…и сушится оленья шкура.

После перевала через один из затяжных подъемов мы обнаружили огромную насыпь из курумника, очень сильно смахивающую на кучу щебня, которую высыпал какой-то самосвал. Только самосвал должен быть размером с какой-нибудь огромный авианосец. Причем каждый камешек этой щебенки был размером примерно с УАЗик, а вся куча высотой этажей в пять. Сразу стало очевидно, что это был инопланетный щебень либо отработанное топливо из реактора космолета. Ну не знаю, нам лично это было очевидно )))

«Космическая щебенка» )))

Второй сарай, уже используемый туристами, попался на одном из склонов гор. В сарае обнаружилась печка, много наклеек и надписей, а также немного дров и продуктов. Там еще была забавная надпись «Сарай сараем не топить!»))) На подъеме после сарая обнаружился оставленный кем-то российский флаг. Видимо, тоже решили, что без флага ехать будет проще.

Еще одна избенка, для туристов.

Тут тоже медведь возмущается. Только что-то подписаться постеснялся )))

Перевалив и через эту гору, на вершине следующей увидели буханку и УАЗ Коляна, сразу же установили и радиоконтакт с ними. Подъехав туда, выяснили, что Коля почти все сделал, он при нас завел УАЗ. Все было нормально. Дожидаться, пока он соберет машину, мы не стали, поехали дальше. После следующего подъема дорога спустилась в долину розовую от иван-чая. Зрелище, конечно, завораживающее. После фотосессии поехали дальше.

Колян уже дособирает УАЗ.

Устанавливается новая шестерня ГРМ, беленькая еще, новая.

Иван-чайное поле…

На следующем подъеме обнаружилась импровизированная стела «Европа-Азия», оставленная там группой ландкрузероводов. Оттуда мы в первый раз увидели сами Пупы в 30 километрах. В бинокль видно было вообще отлично.

Вот и Колян обрел своего коня.

Экипаж УАЗ050 у стелы «Европа-Азия».

Там же на этом бугре услышали в рации тагильцев. Они проехали лес после стелы и встали за ним. По пути они в лесу как-то умудрились опрокинуть на бок Хайлакс на 36 колесах. Но вроде бы обошлось без больших проблем. Этот же самый лес ждал и нас.

При спуске поначалу все выглядело нормально. Не лес, а лесок, грязи почти нет, корни и кусты. Но потом дорога пошла вдоль склона и ее стали пересекать ручьи. А там, где текут ручьи со склона, обычно растут деревья, которые задерживают почву. То есть в таких местах обязательно будут труднопроходимые грязевые колеи. Так что вечер перестал быть томным. Колонна здесь сильно замедлилась, и нас догнали буханка с коляновским УАЗом, а в одном месте и обогнали.

Красиво там…

Вечерний Урал…

Пришлось в этом лесу полебедиться хорошенько. Некоторые пару засадных мест объехали по верху, по курумнику, но большинство ехали по грязевым колеям. Проехали место, где тагильцы перевернули Хайлика. Там глубокая колея идет с креном и в одном месте с той стороны, которая выше, лежит большой камень, которого не видно в жидкой чаче. И если ехать быстро, пытаясь пройти колею ходом, то вполне можно кувыркнуться. В Интернете, кстати, имеется несколько фотографий этого места с опрокинутыми на бок джипами.

Сначала лес был такой

А потом стал такой )))

В одном месте Двенадцатый своим топором перерубил мешающую проезду березу.

По рации тагильцы сказали, что они встали лагерем на выезде из этого леса. Ближе к темноте туда доехали и мы. Встали на ночлег на более-менее ровном месте без комаров.

07.08.13

Утром к стоянке со стороны Пупов подъехала МТЛБ. Там находились какие-то непонятные люди. Сказали, что едут откуда-то с Нягани. Насколько я понял, это были золотари. Многие ругают джиперов за то, что мы портим природу и нарушаем первозданность тундры. Но по сравнению с нашими двумя аккуратными полосками помятой травы в колее то, что оставляет после себя маталыга — верх вандализма. Она роет тундру так, что смотреть жалко. А когда мы ехали обратно и видели то, что оставила после себя в лесу эта машина, то возмущались точно так же, как и любители живой природы в интернетах, которые ругают нас. Наверное, больше сотни поваленных деревьев. Причем деревья серьезные.

МТЛБ золотарей.

И мастодонтам бывает тяжело в грязи…

Выехали опять после обеда. Впереди лежал еще один такой же грязевой лес, после которого больших проблем быть не должно было. Сразу же и спустились в него. И опять лебедки, тросы, ручьи, говнолин. В одном месте колея упиралась в высокий корень. Все проехали там на лебедках, последним шел Француз. Решили его перетащить через корень двумя лебедками. Двенадцатый залез на березу, зацепил вверху корозащитку и к ней французскую лебедку, которой он подтягивался вверх. Моей лебедкой тянули его вперед. Так, почти не напрягая трансмиссию, и перетащили его.

Видите на дереве зеленого человечка?
Вот, он зацепил французскую лебедку вверху, чтобы тянуть сурфа вверх, в это время я тянул своей лебедой его вперед.

Двенадцатый решил «поиграть в шахматы» то есть не переть напролом, а объехать грязь по верху. Я тоже за ним туда поехал зачем-то, ну и дообъезжался до того, что опять порвал передний мост. Я там встрял между двумя березами так, что даже на лебедке протянуться и не загнуть всю левую сторону никак не получалось. На курумнике с вывернутыми колесами и заблокированными обоими хабами резко попытался тронуться назад в горку. В общем, в очень неудобном месте остался я без передка. Мало того, опять там спереди что-то заклинило и выезжать на более ровное место пришлось на лебедке и на повышенной передаче (чтобы раздатка не крутила заклинивший передок). Там я снял передний кардан и разлочил хабы. Дальше пришлось передвигаться на лямке или в особенно узких местах или на крутых подъемах — на лебедке.

Двенадцатый поехал в объезд по верху.

Я сунулся за ним и опять порвал передок.

В одном узком месте Двенадцатый дернул меня так, что я не успел сманеврировать и налетел на дерево левой стороной машины. Вырвал там штекер лебедки (он у меня включался на стойке лобового стекла около капота). Дальше лебедили меня при помощи женской заколки для волос, ею замыкали нужные контакты и лебедка крутила в соответствующую сторону. Штурман в это время шел рядом с машиной и держал в руке эту самую заколку, прижатую к контактам. Хорошо, что пульт лебедки имел всего три провода, разобраться в которых было легко. Еще в одном месте, двигаясь на лямке, между двумя березами, я оторвал шноркель и правое зеркало и они на некоторое время переехали в салон машины. Так что имейте в виду, женская шпилька — неотъемлемый атрибут в ЗИПе.

Сломанный штеккер пульта лебедки…

А в это время остальные ждут нас… И плачут и скучают )))

И думают, как же там Шевченко Геннадий и Двенадцатый )))

Остальные уже выехали из леса и ждали только нас с Двенадцатым. Так как выехали поздно, и в грязи провозились долго, то уже вечерело. Они там даже небольшую вечеринку устроить умудрились. До истока Печоры оставалось не очень много. Мы подъехали, и дальше все опять пошли колонной. После были пологие подъемы и спуски и курумник. Ехали потихоньку. Когда стемнело, проехали скопление табличек, приготовленных для границы заповедника. Так как колея вела дальше, решили ехать до самого конца. Наверху вставать было холодно. На одной вершине с нами по рации опять связались тагильцы, сказали, что осталось только проехать по лесу и все. И почти сразу же на этой вершине у Француза отвалилось переднее левое колесо. Он принял решение остаться ночевать прямо тут, чтобы с утра чиниться. Сказал, что, скорее всего, открутилась контрактная шаровая, какая-то она не такая как родная и из-за этого постоянно откручивалась. Я оставил ему хайджек, так как свой он где-то погнул. Подошел Двенадцатый. Под балку переднего моста для страховки подложили камней, чтобы Француз с сыном не спали в машине, висящей только на джеке. С кучей камней под балкой оно как-то надежнее, ведь машина высокая с сильной парусностью, а ветер на вершине свистел такой, что с ног валил.

Камень окаянный, опять мне колесо порвал.

Все остальные поехали дальше. И тут же, метров через 300 на этом же курумнике Двенадцатый снова распорол колесо. Ширина пореза была такая, что ладонь безо всякого сопротивления входила внутрь покрышки. Пока ставили запаску, оказалось, что у Лешего опять перетек бензин от топливозаборника, и он заглох. Они вместе с Танкистом остались заправляться, а мы начали въезжать в лес. И сразу же и я распорол свое колесо об камень, стоящий чуть сбоку от колеи. Переставил запаску. Двенадцатый отбил кувалдой острый угол от камня, чтоб больше никто из идущих сзади об него не «порезался». Тут нас как раз догнали Леший и Танкист. Буханка, Колян и Сталкер ушли вниз в лес. Рация до них почему-то не добивала.

Дорога по этому лесу оказалась очень узкой и извилистой. Я ехал следом за Двенадцатым, он меня поддергивал иногда, когда я на своем заднем приводе упирался в корень или шлифовал в грязи. Он частенько сдавал назад, чтобы вписаться в крутой поворот или пролезть между близкорастущими деревьями. Часто машины буквально протискивались между стволов вековых деревьев, притираясь к ним то силовыми подножками, то бочинами кузовов, то упираясь экспедиционными багажниками при сильных кренах, отчего машины измазались липкой смолой. Сзади было слышно, как тяжко дается эта колея для УАЗов, в которых нет ГУРа и которым тяжело маневрировать. Из-за этого в одном месте Танкист въехал своим силовиком прямо в дерево и погнул бампер. В рации стали раздаваться недовольные реплики идущих позади экипажей, якобы «мы идем неправильной дорогой, ведущие ошиблись и это дорога квадриков», такая она была узкая и извилистая. Но на экране тачбука стрелка шла четко по треку, навигационное оборудование работало исправно, и ошибки не было.

Подобные повреждения бывают у невнимательных пилотов на узкой дорожке в лесу…

У меня еще после первых бродов из-за воды в фаре лопнула лампочка, которую я так и не поменял, а тут и во второй перегорел ближний свет. Так что приходилось ехать чуть ли не на ощупь, на одной фаре с дальним светом. При маневрах дороги не было видно вообще. Как всегда, ситуацию выправлял мой штурман, который весь этот лес пробежал впереди Тагера, указывая направление и зацепляя-отцепляя буксировочную веревку к фаркопу Двенадцатого. Так, в полной темноте мы и подъехали к финишной стоянке у истока Печеры, где уже отдыхали тагильцы, много пешиков и наш авангард. Крузак Сталкера стоял с оторваными расширителями колесных арок, помятыми углами кузова и появившимися мелкими вмятинами, буханка тоже была изрядно пожамканная. В общем, ночь есть ночь, кто-то режет в темноте колеса, кто-то мнет кузов, кто-то гнет бампера, но мы перли к цели, несмотря ни на что, и остановить нас было невозможно.

Долго решали вопрос, как назавтра поступить, ехать за Французом или идти пешком. Жека предложил свою кандидатуру на то, чтобы отнести Анатолию все болты, которые у нас были, поскольку не было известно, все ли у него есть, а рация туда не доставала, да и антенна у него была так себе. На Пупы решили идти после того, как дождемся Француза.

08.08.13

Жеку одного отправлять с утра не стали. Двенадцатый поехал обратно вместе с ним на Крузаке. Пока они ездили, я занимался мелким ремонтом. Сталкер начал снимать бампер, потому что без снятия, лебедку, отказавшую еще на стене, не вытащить. С утра Колян отправился один на плато, чтобы вернуться пораньше и вместе с тагильцами поехать назад сегодня. Экипаж буханки тоже хотел сегодня разобраться со столбами и сегодня же выехать в обратную дорогу, кому-то из них нужно было успеть на самолет 13 или 14 августа. Также Кузьма решил вернуться с ними, у него тоже какие-то безотлагательные дела в городе были. Остальные решили ехать обратно единой командой, хотя многим пришлось звонить на работу и договариваться о продлении отпуска: большая часть людей планировали отпуск всего две недели.

Экипаж буханки к походу на Пупы готов!

И вот они уже на выходе из леса…

Вот она, цель!

Обнимашки со столбами…

Егеря всех туристов ждут под столбами.

Пока мы делали свои дела, в рации послышались переговоры Двенадцатого и Француза. Оказалось, что почти на самом выезде из леса, навстречу уже ехал Француз, который встал пораньше и починил свою шаровую. Они вернулись в лагерь, попутно топором расширив дорогу в нескольких местах. Вообще, этот лес почти все прошли с потерями.

Фото на память с Тагилом.

На плато собрались идти прямо сейчас, и потом уже ремонтироваться, чтобы завтра отправиться домой. В обед на плато ушли буханководы. Мы выдвинулись из лагеря часа в 2 дня. Первыми в лес упылили Танкисты в полном составе. Так мы их и не догнали. Остальные двинулись одной колонной. До столбов нужно было подняться из леса на гору. Весь путь примерно 4-4,5 километра. В лесу было жарковато, но когда вышли на границу леса и подул ветерок, стало полегче. Я, как самый тяжеловес, еле взобрался туда.

Вот же задолбался я туда пилить…

Как только перевалили через вершину, и из-за нее показался первый «пуп», вся усталость сразу куда-то девалась. Вот она! Цель достигнута! За какие-то 10 дней, потеряв всего три моста, одну лебедку, кучу всяких порогов, шноркелей, фендеров и прочего, ненужного хлама, порезав всего четыре колеса, потратив по 150 литров горючего на машину и съев по пол-ящика тушенки на экипаж, истратив пачку электродов, сломав кучу сверл и болтов, мы достигли Цели! Я вообще человек, не часто переживающий какие бы то ни было сильные эмоции, здесь почувствовал прямо какой-то прилив сил и душевный подъем. В общем, все визжали, прыгали от счастья и радовались, как дети.

Такие маленькие человечки…

Мы гурьбой направились к столбам. Там нас уже ждали егеря. Вообще, перед поездкой, кажется, весной, я отправлял заявку на пропуска (плато Маньпупунер находится на территории Печеро-Илычского заповедника). Но ни ответа, ни привета от администрации заповедника я не получил. По пути к цели, какая-то встречная группа (кажется омичи) отдала нам свои пропуска, которые им не понадобились. Так что, «у нас с собою было…». Лично я там значился как Апшерсон И.В. (видимо Иосиф Виссарионович). В общем, по списку выходил один лишний человек, которым вызвался быть Сталкер. Его записали, выдали квитанцию штрафа, так что у него единственного было документальное подтверждение посещения плато Маньпупунер.

За взятие точки не грех и выпить.

А там и Танкисты присоединились.

Мы здесь…

Под первым столбом мы устроили небольшой привал. Пока валялись, кто-то раскупорил бутылочку. Отметили немного. После, Двенадцатый, по традиции откупорил бутылку шампанского, и мы по-настоящему отметили достижение цели путешествия. А через полчасика на горизонте показался и Танкист с семейством. Как настоящий заслуженный штурман, он поводил своих по округе лишних 3 километра, и, в итоге, они все-таки вышли к «пупам». Ждали Танкиста как «из печки пирога», потому что он единственный, кто захватил клубный флаг. Потом доказывай, что «61-я параллель» побывала на Маньпупунере.

Общее фото на фоне.

В общем, сделали общее фото и отправились бродить между столбами, любоваться видами и впитывать энергетику этого места. Все сделали просто невообразимое количество снимков. Думаю, если бы мы пришли сюда утром, то все равно бродили бы там до вечера. От дальних столбов открывался такой вид дальше на север, что там мы устроили отдельную фотосессию. Возвращаться никак не хотелось. Но солнце клонилось к горизонту, а бродить в темноте по лесу сомнительное удовольствие. К тому же, выйти на тропинку, которая начинается только на границе леса, в темноте было бы очень трудно. Кстати, Коляну егеря указали «короткую» дорогу. Так он тоже минут сорок лишних там блудил. Поэтому, назад мы пошли по треку, который светился в Гармине у Двенадцатого. Он как всегда позаботился обо всех, записал трек в навигатор, захватил запасные батарейки. На обратном пути Сашка, сын Танкиста, провалился в болотце и промок. Пришлось папе нести парня на закорках, так и ехал Саня на Сане до самого лагеря. Обратно было идти намного легче, потому что, в основном, с горки.

Леший изображает недостающего болвана )))

У всех разные эмоции.

Желание направлять…

Восторг!

Счастье!!!

Полет фантазии!

И Танкисты туда же…

Братья в гостях у «братьев».

Вот это нельзя было сюда не вставить )))

В лагерь вернулись уже в сумерках. Вся дневная жара куда-то подевалась. Ремонт было решено перенести на следующий день и обратно выдвинуться по мере окончания всех подготовительных работ.

В лагерь с Пупов Саня поехал на Сане )))

Ближе к ночи в лесу сильно похолодало, так что без костра там было некомфортно.

До новых встреч

09.08.13

На следующий день у нас получилась дневка. С утра Двенадцатый помог Сталкеру перебрать лебедку. Затем мы с ним опять зашили свои распоротые колеса, я камеру взял у Лешего, а Двенадцатый в буханке успел забрать, пока они еще не уехали. Экипаж буханки с Кузьмой уехали обратно часов в 11. Леший с утра помог им отрегулировать клапана и пошел ловить хариуса в Печере. Долго его не было. Но все-таки он поймал три рыбины. Позже Снежана сварила уху на всех, правда, я как раз перед ухой поел каши с тушенкой, так что о вкусовых достоинствах ухи из хариуса ничего сказать не могу. Но, вся остальная публика была просто в неописуемом восторге от вкуса ухи и самой рыбы.

В лесу у истока Печеры.

Лебедкой Двенадцатого выправили силовик Танкисту. Я уже в который раз снял защиту днища, мы сняли крышку с дифференциала и заглянули туда на предмет возможности восстановления, но оказалось, что корпус дифа лопнул окончательно и повторно там лечить уже нечего, крышку закрыли обратно, окончательно и бесповоротно.

Как обычно в лагере приходится что-то ремонтировать.

Шноркель прикрутили на вязальную проволоку, оказалось прочнее, чем сантех-хомуты.

Пока мы чинились, в лагерь пришел один из егерей и сказал, что где-то то ли идет, то ли едет какая-то опергруппа и что за нахождение на территории заповедника нас могут неиллюзорно покарать. Все как-то напряглись, стали собираться назад, чтобы выехать с территории заповедника (5 км) и встать на ночевку там. Но все закончить и собраться сегодня как-то не получалось. Так что назад поехал только Француз.

Егерь, кстати, к вечеру успел выпить лишка. Сегодня никаких опергрупп к нам не пришло, так что ночевать мы остались лесу у истока Печоры.

10.08.13

Наутро встали в 6, через полчаса выехали. Лес в обратную сторону мы прошли за 40 минут. На выезде встретили Француза и дальше двинули опять общей колонной.

По пути Двенадцатый, шедший первым, заметил слева оленя. Тот бежал рядом с нами, причем скорость его была приличная, пробежав немного параллельно колонне, олень перебежал нашу «дорогу» и еще немного сопроводил нас там, а потом удалился по своим делам в тундру. Красивый зверь.

Мы с Тамарой ходим парой…

Осенью, в дождливый серый день…

В первом грязевом лесу Леший оборвал себе задний привод, а у Сталкера окончательно умерла лебедка. После этого леса, на поляне, где ночевали по пути на Пупы, Леший полез смотреть задний редуктор. Толпой, по-быстрому, располовинили задний мост. Оказалось, что слизало зубы на ведущей шестерне дифференциала (морковке). Пока он разбирался с УАЗом, остальные успели сделать машинам небольшое ТО. И вот мы подводим промежуточные итоги: мы на обратном пути, шесть машин, из них два 80-х Крузака — исправны, но Сталкер без лебедки, Тагер — заднеприводный недопривод с лебедкой, УАЗ Лешего — переднеприводный недопривод с лебедкой, Французский Сурф —заднеприводный недопривод с лебедкой и залоченным задком, Танкист — почти полноприводный, но впереди привод момента только на левое колесо, ну и плюс лебедка. Иными словами, Маньпупунер установил счет 4:2, четыре недопривода и два пониженных (4,88) и лочных Крузера, вполне жизнеспособная команда!

Там же к нам подъехали два вездехода на пневматиках. Это оказались одесситы, они опробовали новую технику и шли в Салехард. Рассказали, что МТЛБ, которую мы видели на этой же стоянке несколько дней назад, прошла по тому пути, которым ездят на Пупы джиперы, и в лесах разворотила всю колею и повалила деревья.

Пневматики из самой Одессы.

Дальше был второй грязевой лес. Конечно, обратная дорога для моего экипажа стала намного тяжелее, поскольку заднеприводный Тагер не едет в грязи вообще, да и на курумнике в горку тяжеловато. Так что весь день работали штурман и лебедка. Иногда цеплялись к Двенадцатому тросом. Кстати, там, где я порвал передний мост и снимал передний кардан, я случайно нашел свой молоток, оставленный там четыре дня назад.

Там же у Лешего развалился стартер, он даже ходил какие-то шайбы в колее искал.

Тем временем экипаж буханки вовсю мчит к цивилизации…

А вечером они уже у перевала Дятлова.

Обратно мы ехали другим порядком. Я в паре с Двенадцатым, Леший в паре со Сталкером, а Француз в паре с Танкистом. Уже в темноте мы вышли из грязевого леса, поднялись на очередное плато и там встали на ночлег. Мы с Жекой не стали даже ужинать, сил хватило только доползти до спальников.

11.08.13

Всю ночь шел сильный дождь. Я поставил палатку как попало, поэтому проснулся от того, что она вся провисла, и все вокруг было мокрым. Хорошо, что в палатке спал со мной пес, без которого спать иногда было ну очень холодно. С утра у нас были запланированы быстрые сборы, но так же оперативно собраться, как вчера, у меня не вышло, поэтому нашу машину всем пришлось немного подождать. Выехали часов в 10.

Сразу, как выехали, повстречали очередных квадроциклистов.

Из-за ночного дождя дорога стала очень скользкой. Особенно курумник. Самый первый подъем дался нам нелегко. Кроме того, что шел дождь, вершина была в тумане и дул сильный ветер, там еще было и довольно круто. На тросе за Двенадцатым мне идти было нельзя, поэтому он поднимался на очередную «ступеньку», и я лебедился за него. Учитывая то, что свободная размотка на электролебедке довольно тугая, разматывали ее мотором. А это долго. Так что этот подъем в тумане мы брали пару часов. Штурман вымотался и вымок весь насквозь. Вечером мне поставили на вид, что Жека батрачил весь день один, а я не выходил из-за руля! Я пообещал исправиться. Эта утренняя вершина была самая высокая и облачная. После спуска с нее, и небо прояснилось и так высоко мы больше не поднимались. Почему-то вообще, чем труднее было ехать машинам, тем красивее становилось вокруг. В этот день солнце, облака и тундра вовсю играли красками, и это зрелище давало отдых нервам и мышцам, радовало глаза и душу.

Этот тяжелый подъем в тумане. 12Двенадцатая12 набегалась с тросом.

Потихоньку туман разошелся…

Дальше так и ехали. Как в горку, так и по скользкому склону двигаемся еле-еле. Сталкер тянет за собой Лешего, Двенадцатый тянет меня, Танкист, когда может, тянет Француза, когда не может — тогда Двенадцатый разворачивается и тянет всех, то мехлебедой, то на буксире… Жучка за внучку, внучка за бабку… Так целый день и тащились кое-как. И взывали ко всем богам Приполярного Урала, чтобы больше не было дождя.

Тянемся помаленьку к цивилизации…

Очередной труднодоступный для недоприводов подъем.

Мы с Двенадцатым немного вырвались вперед, поэтому к последнему спуску на этот день подошли первыми. После дождя глиняный спуск был очень скользким, да и вывороченные маталыгой деревья и валуны тоже проходимости спуску не добавляли. В одном месте пришлось машины на цыпочках спускать, чтобы не надеться на валун и в то же время не опрокинуться на дерево в повороте. А перед самым спуском в ручей, на сильном уклоне, с помощью лебедки и блока привязанного к дереву отодвинули большой валун с дороги в сторону, т.к. он лежал посередине, а размеры его намного превышали Ураловское колесо.

Природа радовала нас в этот день своими красотами…

На вершинах открывался отличный вид на Северный Урал.

Весь день нас преследовал этот туман.

Лучше гор могут быть только горы…

Вот и Отортэн виднеется...

Ближе к ночи спустились к стоянке с кривыми березами, где москвичи мне письмо оставляли. До «стены» надо было подняться на гору и спуститься вниз к стене. Решили отложить сие назавтра.

На стоянке стояли два квадра, едущих на Маньпупунер. В этот вечер с дровами проблем не было, поваленных берез было очень много. Правда, все они были сырыми, и огонь долго не хотел гореть.

12.08.13

Наутро опять занимались ремонтом. Мне и Лешему Француз приварил оторванные рога для лебедки, потому что без них времени на лебежение уходило еще больше. Танкисту опять приварили баранку, а Лешему багажник. У Танкиста выпростался трос из заделки на барабане, закрепили по-новой. Двенадцатому выправили пороги и защиту крыльев. Сталкеру окончательно вынесли приговор по лебедке (коротыш в статоре) — летальный исход…

На этой стоянке Леший залил себе последний бензин, который у него был. Танкист тоже заправился в последний раз. Я залил полный бак, и еще у меня осталось две канистры по 20 литров. Стали звучать разговоры о том, что бензина не хватит.

А еще, по пути обратно, почему-то на всех стоянках мы встречали просто нереальное количество мусора. Не буду на кого-то наговаривать, но не все еще готовы у нас к поездкам в такие места. В общем, по пути назад мы тратили кучу времени на уборку чужих отбросов. Жгли, закапывали, стекло забирали с собой.

Мы опять собрали мусор со всей стоянки, сожгли и закопали.

В предыдущие два дня мы выезжали рано утром, но в итоге проехали ровно столько же, сколько и по пути к Пупам, хотя тогда мы стартовали далеко за полдень. Сегодня с выездом решили не торопиться. Тронулись часа в 2 дня.

Стали потихоньку выбираться наверх. Опять лебедки, тросы, работа штурманов. Часа через два забрались мы и на этот подъем. Дальше был спуск к «стене». Первым к спуску подъехал Француз, пока остальные еще поднимались наверх. Тут ко всем неприятностям еще добавилось то, что стартер у Сталкера совсем перестал слушаться молотка. Француз сходил пешком вниз на разведку. Там все то же самое, скользкий крутой склон, поваленные деревья. Но самое главное, «стену» никто не штурмует, поэтому можно спокойно спускаться. На противоположном склоне, примерно на середине, выше границы леса, стоял Гелендваген. Экипаж гелика мы видели, еще когда штурмовали скользкий скальник в тумане. Они доехали сюда, а дальше пошли пешком. Как потом оказалось, шли они в одну машину, и у них стал пощелкивать промвал между коробкой и раздаткой. Решили не искушать судьбу и оставили машину на склоне перед «стеной».

Француз поехал первый в подъем.

Мы спустились потихоньку вниз. Опять на спуске пришлось объезжать кучу поваленных деревьев. Кто-то из встречных нам говорил, что здесь нетрезвый экипаж маталыги умудрился пустить гусеничную машину юзом и расширил колею в лесу вдвое.

Вот они, поваленные маталыгой деревья.

И еще…

Над спуском со «стены» растут рядом два дерева. Когда мы поднимались, Двенадцатый стоял там и страховал остальных, уперев бампер в один из этих кедров. Распилили мешающее подъехать к этим деревьям бревно и лебедкой оттащили куски в сторону. В этот раз решили не тратить время на разворот машин, а спустить всех лебедкой Двенадцатого.

Двенадцатый уже на месте, готов спускать всех со «стены».

Первый — тагер…

Первым пошел я. Если честно, сидеть в машине было забавно. Висишь на ремне, впереди ничего не видно, только ручей перед глазами. На той стороне ручья мне что-то руками показывал штурман, но через крышу его было не видно. Лебедку зацепили за задний буксировочный крюк, и еще дополнительная страховка в виде динамического троса была прикреплена к задней поперечине рамы. В общем, съехали. Народ просил сделать страшное лицо для фото. Не знаю, когда земля всего в 15 метрах от тебя, чего там боятся, это как врезаться в стену на скорости 15 км/ч.

Пока спускали Сталкера…

…рядом по своей, новой «стене» спустились 15 квадриков.

В общем, меня спустили, я поехал дальше, правда, забыл собаку, привязанную на склоне. Но мне его привели, и мы со штурманом «поехали» на подъем. Ехал здесь Тагер совсем немного. Начиная от «стены» и почти до самого верха, мы шли только на лебедке.

Затем спустился и Леший.

Мимо нас, сделав еще одну «стену» рядом, то есть, спустившись со склона левее, проскочило 15 квадров в сторону Ивделя. Мы с ними встречались, когда штурмовали скользкий курумник в тумане вчера. Тогда они ехали на Пупы. Все 15 квадров прошмыгнули мимо нас, как будто вокруг был асфальт. За это время вторая машина даже не спустилась вниз. Но, постепенно, не спеша, все наши машины были спущены со стены и пошли на подъем, все кроме Француза. Оказалось, что он, подъезжая к стене, на скользком спуске «поставил» машину поперек дороги и прислонился бочиной к дереву, явно чувствовалась нехватка переднего привода, будь он исправен, такого заноса не случилось бы. Кузов еще не помялся, и Двенадцатый пешком поспешил наверх, ему на помощь. Там они при помощи лопаты, топора и нескольких манипуляций с лебедкой, смогли-таки поставить машину прямо на колею, не помяв Сурфу бока.

И Танкист с Французом.

В этот день лебедку мы разматывали без помощи мотора, но, конечно, так легко, как у Двенадцатого на мехлебеде, здесь свободная размотка не работает. Приходится тянуть изо всех сил, а на последнем витке — так и вообще вдвоем. Через пару часов на склоне нас обогнали Сталкер с Лешим. Сталкер почти весь подъем шел своим ходом, иногда даже цепляя Лешего на лямку. Так они и ушли вперед в связке.

А следом и Двенадцатый…

Я пару раз останавливался: один раз пропуская Сталкера с Лешим, потом, пропуская вперед Двенадцатого.

Скоро и стемнело на этом подъеме. А мы еще даже из леса наверх не поднялись. Сталкер с Лешим выбрались из леса, последний раз мы их слышали, когда они проезжали мимо Гелендвагена, потом они перевалили через вершину, и радиосвязь с ними пропала.

В темноте мы подъехали к какому-то ручью, пересекающему подъем. Двенадцатый хотел по очереди вытащить из ручья наверх меня, Танкиста и Француза.

Но пока тащили Тагер лебедками, штурман не заметил, что у меня вывернуты колеса и на каком-то корне я снова разул правое переднее колесо. Пришлось в темноте забортировать колесо обратно. Двенадцатый сказал, что к ночной езде в таких условиях мы не очень готовы, да и техсостояние не позволяет экспериментировать и что прямо здесь мы встанем на ночлег. Причем, Тагер-то висел на лебедке. Мы подложили под каждое колесо несколько камней и закрепили его второй лебедкой. Все остальные машины тоже остались стоять на неровной поверхности.

Вообще, день дался нам тяжело. Все неисправности, накопленные с начала выезда именно тут стали давать о себе знать. То Сталкер не заводился, то Леший сажал аккумуляторы, то Танкист чуть не уехал вниз, когда у него отказали тормоза. У меня «закипел» ГУР, и стал тяжело крутиться руль, что послужило поводом для подколок со стороны уазоводов, у которых ГУРа никакого нет, и которые к этому моменту прокачали руки так, что езда по куруму без ГУРа стала для них привычным делом.

Когда пришлось встать на ночлег, Француз, который, как оказалось, уже некоторое время совмещал подъем на склон с употреблением чего-то горячительного, решил высказать все, что он думает обо всех остальных. О том, что мы, по его мнению, не очень быстро собираемся, медленно ездим, не помогаем ему, а также о том, что все это мероприятие порядком затянулось и о том, что ночевать в таких нечеловеческих условиях невозможно. Почему-то все обвинения были высказаны исключительно мне, видимо, Толя сильно хотел, чтобы я его особо упомянул в отчете. Анатолий, читай, дружище. Немного, конечно, его можно понять, ведь сегодня его сын отмечал восемнадцатилетие. Ну, как «отмечал»... Но если бы хоть кто-то знал про день рождения, то можно было бы вполне встать около ручья на спуске со «стены», истопить баньку и посидеть у костра. Но получилось так, как получилось.

Тут надо сказать про «сухой закон». Перед поездкой несколько раз было сказано и написано на форуме, что организаторы экспедиции настоятельно не рекомендовали употреблять спиртные напитки в движении. В вечернем лагере, когда автомобили заглушены, и никто никуда сегодня больше не едет, понемногу выпивали, конечно, все, это не возбранялось. Но кое-кто такие предупреждения всерьез почему-то не принял и несколько раз был замечен во время движения под хмельком. Ну что ж, не уважает человек установленный порядок, значит, не уважает и людей установивших и соблюдающих его, соответственно, и не может рассчитывать на уважение с их стороны, а может и вообще попасть под полный игнор. Так и получилось. Помните слова Двенадцатого по поводу пьяных пилотов и штурманов во время движения: «…брошу и даже не оглянусь…», предупреждение короткое и ясное. Зато, когда Французу показалось, что ему меньше всех помогают, он почему-то не подумал, отчего это с ним такое происходит. А требовал внимания и вывозил претензии, как будто он купил путевку на Пупы в турагентстве, и сервис не соответствовал вложенным деньгам. Ну да ладно, все находящиеся рядом терпеливо выслушали его претензии, высказанные по пьяной лавочке, которые были пропущены мимо ушей, и пошли по машинам.

В общем, как мог, я ситуацию обрисовал мягко, чисто для достоверности отчета.

Поужинали холодной кашей из банок и легли спать. Мы с Жекой так и спали в Тагере, висящем на двух лебедках на склоне. Даже собака толком не погуляла перед сном. Остальные экипажи тоже спали в машинах, потому что установить палатку не было никакой возможности, крутой и очень рельефный уклон не имел ни одного клочка ровной поверхности. Время было что-то около 2 ночи.

13.08.13

Утро выдалось какое-то пасмурное. Настроения никакого не было. Никак Отортэн не хотел нас отпускать. Быстренько позавтракали и собрались. Я втихаря от всех опять повязал ленточку на березе, чтоб уже проехать этот Отортэн.

Двинули вверх. Пришлось всего пару раз лебеднуться, чтобы выбраться из ручья. Танкист вообще сам выехал. У меня за ночь вытек весь декстрон из ГУРа. Вчера от бачка раздавались звуки, как будто жидкость кипит, а оказалось, что просто через шланг сосало туда воздух. В стоке бачок сидит прямо на насосе, но я немного переделал, чтобы проще было снимать бачок, сделал его выносным. Но шланг на нем крепился за отливку с очень тонкими стенками. Вот от нагрева декстрона эти стенки деформировались, и в систему попал воздух, жидкость стала бурлить, и процесс пошел еще сильнее. В общем, поехал я дальше без ГУРа.

Выше склон стал более пологий, и скорость передвижения выросла. Можно было ехать на лямке, а не лебедиться каждый раз. А иногда я даже сам умудрялся катить.

Там, где я разбирался с рулевым, нас с Двенадцатым обошли Француз и Танкист. Француз как-то резко поехал вперед, никого не дожидаясь, и дальше он все больше и больше отрывался от нас.

Вот такой он, Урал.

Проехали мимо Гелендвагена. На самом верху, мы с Двенадцатым шли последними. На ступеньке, нужно было немного отмотать мою лебедку, стоящую на свободной размотке. Зацепили крюк за Крузака, и Двенадцатый потянул трос. Я должен был крикнуть ему, чтобы он не отмотал слишком много. И в момент моего крика Танкист спросил в рацию «как дела?», стало быть, Двенадцатый меня и не услышал. В общем, пришлось заправлять конец троса в барабан обратно.

Прощай, Отортэн!

Наверху мимо нас опять проехала стайка квадриков. Они сказали, что с утра они встретили Сталкера с Лешим. Те рассказали, как у нашей экспедиции все плохо с продовольствием и с топливом. Это так убедило квадроциклистов в обреченности нашей команды, что они поделились с Лешим 20-литровой канистрой бензина и даже выдали две буханки хлеба (который мы уже, наверное, неделю не видели). Надо сказать, что, например, бензин у меня был (еще 2 канистры), сухари и крекер были у Танкиста, а также у меня оставались 6 банок каши, которые мне отдавал Леший для собаки (слишком она невкусная ему тогда казалась). Это кроме остальной еды, которой хватало. Мало того, на улице было лето, тепло, все машины на ходу и на базе Ильича у нас была закладка с топливом. То есть, отправить туда автомобиль за бензином проблемой никакой не было. К тому же, имелись ружья, а дичи вокруг было много.

Две плиты встали под днищем в распор, оборвали трос и застопорили машину.

Перевалили через вершину. На противоположном склоне видно было, как Француз поднимается туда один. Внизу, около ручья стояли Танкист, Сталкер и Леший. Выяснилось, что вчера на вершине у Лешего кончился бензин, и они остались там ночевать, и что ночью наверху шел снег.

После этого ручья дальше должен был быть курумник, а также болото. Двенадцатый проехал почти все болота по верху, в объезд. Я, в самых непроходимых для заднеприводного автомобиля местах, болтался у него на привязи. На одном из особо жестких курумьих островков, каменные плиты как-то особенно сыграли подо мной, и две из них встали в распор под днищем, кроме того, что я на них повис, я еще и оборвал уже повидавший виды трос. Кстати, на камнях, ехать на заднем приводе можно, главное, чтобы штурман был снаружи автомобиля и периодически помогал ехать, убирая особо высокие ступеньки или подталкивая машину. По сути, курумник это тот же асфальт, только немного неровный.

С каждой новой вершины по-своему красивый вид.

После проезда того места, где мы встречали деда с фрагментом ракеты, дорога значительно улучшилась. И даже я поехал сам.

Не хотел упоминать это в отчете, но тут был особый случай, и я все видел своими глазами. В общем, так: Сталкер, идущий первым, прямо на дороге увидел стаю куропаток. Он в рацию сказал об этом, и Леший, схватив ружье, пошел на охоту. Сколько раз он выстрелил, я не помню, но из примерно 20 птиц улететь пыталась только одна, остальные даже не сделали попыток взлететь. В общем, собрали всех птиц и двинули дальше. Потом нас догнал Двенадцатый и с Верным обошел это место еще раз, и они подобрали еще пару подранков. В итоге, было добыто 18(!) куропаток. Может быть, кто-то осудит нас за охоту вне охотничьего сезона, но шибко уж свежатины захотелось и тут такая удача.

Такие маленькие, но такие вкусные )))

Вечерние облака…

Танкисту удалось пару раз поговорить по рации с улетевшим вперед Французом. У Танкиста рация, вообще, огонь. Сколько раз ему удавалось поговорить с кем-нибудь, кого остальные не слышали, только иногда я какую-то, не очень разборчивую речь принимал. Но у меня антенна врезана в багажник, а багажник внаглую, на 10 болтов прикручен к крыше. И таксистов он ловил всю дорогу. Мы меняли каналы много раз именно из-за жалоб Танкиста на «спам» в эфире. У Француза же стояла короткая антенна, да еще и на магните, да еще и в контуре багажника. К тому же, у него пару раз отрывался провод от антенны, пока я там внутри ему перед пайкой не завязал провод в узел. В общем, у Француза с дальнобойностью рации были проблемы. В последний раз, он выходил на связь, будучи километрах в 8 от нас. Того места, где мы его слышали, мы достигли только часа через два-три, да и к тому же мы там встали на ночевку.

Опять лагерь в том же урочище.

Лагерем встали на поляне, где мы в первый раз шили колеса и варили диф Танкисту. До Француза мы так и не докричались, смысла ехать дальше не было, к тому же, начинало темнеть.

Поляна эта, помнится, располагалась между двумя оврагами, образованными ручьями. Вот до первой ложбины я доехал, а наверх подняться не смог. Попросил Танкиста дернуть меня стропой, он дернул и порвал себе грибок на заднем мосту. К нам вернулся Сталкер, я лебедкой зацепился за него и вылез из ручья. И тут же заглох. То ли от уклона, то ли оттого, что кончился бензин. Скорее всего, из-за уклона.

Двенадцатый ехал далеко сзади и не очень торопился. Еще бы, весь детский сад доехал до хорошей дороги и ему теперь наконец-то можно пофотаться, пособирать дров для костра, насладиться окружающим великолепием и никого не надо за ручку вести через бездорожье или чинить очередную поломку.

Двенадцатый прихватил запас дров… знатный был ужин.

Танкист разобрал бортовой редуктор. Действительно, обломился правый грибок. Возможно, буксировка Тагера была последней каплей, ему оставалось жить недолго и хорошо, что произошло это перед привалом, а не во время движения (это я себя так утешаю, что не воспользовался лебедкой, а попросил Танкиста дернуть меня стропой, и порвал он грибок не из-за моей лени).

Когда стемнело, немного покапал дождь. Сварили два котелка картошки с куропатками, откуда-то нашлись и сухари, и водка и так далее. Две квадроцикловые буханки хлеба улетели в минуту. Вечер удался, к тому же, в первый раз за поездку, на ночном небе мы увидели все звезды, и даже Млечный путь.

14.08.13

С утра Леший снял задний грибок со своей машины, поскольку у него все равно задний мост не работал, чтобы поставить его Танкисту. В это время, Двенадцатый как обычно высверливал обломанные болты из моста УАЗика Танкиста. Вчера, при разборке бортового редуктора, четыре штуки не захотели откручиваться, обломились, ну и «ваше слово, товарищ Дремель».

Жека решил попробовать починить ГУР в Тагере, в итоге, использовав более толстый шланг, помощь Двенадцатого и декстрон Сталкера, вернул легкость управления авто. Я перелил бензин из одной канистры в бак, оставив вторую на всякий случай, если вдруг кому-то не хватит дотянуть до базы с закладкой.

Танкист с утра менялся грибком с Лешим.

Сложной дороги оставалось все меньше и меньше. Отортэн пройден, осталось дойти до перевала Дятлова, спуститься в «дождевой» лес и всё, дальше всё просто.

Так дальше и ехали, Сталкер, за ним иногда на лямке Леший. Почему-то УАЗ только на переднем приводе и айроках не очень хочет ехать, даже на пониженном давлении в ведущих колесах. За ними Танкист, за Танкистом я. И где-то далеко за нами, сам по себе, Двенадцатый.

Мимо перевала Дятлова…

Проехали перевал. На спуске, Танкист, едущий передо мной, каким-то образом ухитрился зацепить своим сильверстоуном каменюку, лежащую рядом с «дорогой» и выворотить этот булыжник прямо на центр колеи. Размер у камня был такой, что пришлось его убирать с дороги втроем. Дальше мы спустились в лес. Там встретили Дефендер и Тагер. Ребята шли на перевал. Мало того, на базе Ильича кто-то из обогнавших нас квадриков, передал им для нас 50-литровую канистру бензина, но канистра текла, поэтому парни ее сгрузили в лесу и передали по рации координаты (по рации с ними мы связывались часа за два до встречи). В лесу за время нашего отсутствия стало намного суше, поэтому почти все время даже у меня получалось ехать самому, тем более, что дорога почти все время шла вниз. Пару раз были проблемы в глубокой колее, где я цеплялся брюхом, но лебедка и штурман делали свое дело, и задержка была недолгой. Даже умудрились по пути насобирать охапку грибов, которых здесь росло просто преогромное количество.

Вот такой вот «подарочек» выворотил на дорогу Танкист, еле убрали его.

А потом опять грибы…

Опять грязь…

Так мы к вечеру и подъехали к довольно большой поляне в лесу, где стояла та самая канистра. Пока мы с Двенадцатым подтягивались к поляне, Леший уже перелил себе половину 50-литровки. Танкист решил «чужой» бензин себе не заливать и попробовать дотянуть на остатках своего, поэтому он эти полканистры загрузил к себе в машину.

Время было уже около 10 вечера, а впереди было еще место с расходящимися в стороны глубокими грязевыми колеями, где сидел УАЗ, который мы лебедили. Там еще висела табличка «АД». Ехать через это место в темноте было бы не очень желательно. Двенадцатый предложил остаться до завтрашнего дня на этой поляне, чтобы проскочить всю грязь по светлу. Сталкер с Лешим то ли не услышали предложения, то ли решили сегодня проехать максимально далеко, то ли еще что. В общем, они поехали вперед, и мы поехали вслед за ними тоже (потом тоже недоумевали по поводу того, почему мы не остались здесь).

Вот такой вот подарочек преподнес мне лес…

Он же…

Дальше в одном узком месте я как-то исхитрился проткнуть себе корнем переднее колесо. Пока переобувался, начало темнеть. К самой грязи мы так и подошли в полной темноте. Сталкер проскочил грязь своим ходом, за ним Леший разок лебедкой переехал через тот самый злополучный корень, на котором висел УАЗик местных рыбаков и через который в прошлый раз мы все винчевались. Так и выдрал Леший кусок этого корня, сделав ступеньку ниже. За ним Танкист тоже проехал без лебедки. Следующим по очереди был я.

Опять дождевой лес…

Прямо перед корнем я сел в колее по двери, так что выйти из машины не мог. Двенадцатый, Жека и Танкист сначала пошли, разведали для Тагера дорогу. Выбрали самую неглубокую колею. Двенадцатый опять схватил свой любимый топор и пошел вперед рубить какой-то там корень. Фонарики у всех были так себе, и на обратном пути он по колено провалился прямо в чачу в кроссовках.

В общей сложности в этом месте мне пришлось раз 10 размотать лебедку. Как только меня протащили через грязь, Танкист уехал вперед и я потихоньку за ним. В одном месте Тагер застрял между деревьями на спуске, и открыть штурманскую дверь мешало дерево. К лебедке вышел я, зацепились, переехали на лебедке через корень, и машина сама по себе поехала вниз, водителя же в ней не было. Хорошо, что она метров через пять опять уперлась в корень, а то расширившиеся глаза штурмана можно было и без фонарика в темноте увидеть.

К избушке в кедровнике мы подъехали примерно в два часа ночи. Сталкер с Лешим уже разложили шмурдяк и пили горячий чай. До базы Ильича оставалось доехать всего 4 километра. Учитывая то, что около базы есть река и то, что мы все были грязные как чушки, решение заночевать в избушке было какое-то не очень понятное. В общем, оставив Сталкера с Лешим в избе, Двенадцатый, я и Танкист рванули на базу. В этот раз я пошел первым, и как-то так у меня лихо получилось ехать по этой дороге. И, не глядя на все эти глубокие длинные лужи, к базе мы приехали минут через 20. И стоило ли оставаться в лесу, в грязи, ради этих 20 минут?

На поляне сразу помыли немного подвеску машин, одежду, обувь. Стали готовить «ужин» из собранных грибов, макаронов и оставшейся тушенки. Танкист как самый непьющий достал припрятанную бутылочку водки. А еще он достал 50-литровую канистру на половину заполненную чужим бензином, и с гордостью констатировал факт, что до базы Ильича он доехал-таки на своих запасах и бензин квадриков не тронул. Но все равно им спасибо большое!

Пока варился ужин, я решил в очередной раз отправить смс-ку жене о том, что мы доехали до базы Ильича. И тут она мне перезванивает. Я трубку брать не стал (звонки с мобильных на спутниковый очень дорогие, около 300 рублей за минуту), перезвонил ей сам. Оказалось вот что. Вчера Леший, у которого кончился бензин, в один из сеансов связи с супругой, попросил ее разместить на нашем форуме сообщение о том, что у нас начались проблемы с топливом и что, если кто-то из внедорожных клубов едет в сторону перевала Дятлова, захватили для нас пару канистр бензина. К тому же он упомянул о том, что продукты начинают заканчиваться. Судя по всему, жена Лешего все эти слова поняла по-своему и в итоге взяла и обратилась в МЧС. На этой волне, на форуме закрыли ветку про поездку, чтобы не плодить слухи, чем еще больше распалили воображение тех, кто эту ветку пытался читать, надеясь на какие-то новости. В итоге, дома поднялся немалый переполох. Я спутниковый телефон всегда держал выключенным, потому что в машине он не ловит сигнал и из-за постоянного поиска спутников быстро разряжается. Когда включил его, оказалось, что нам пытались дозвониться какие-то люди с разных телефонов. В общем, время было позднее, я не догадался позвонить нашему председателю, который тоже был в отпуске и которого теребили из МЧС, чтобы он дал отбой. Мы и не подумали, что там все так серьезно. В общем, день выдался очень богатым на события.

Поужинав и отметив наш выезд из «пампасов», все разбрелись по спальникам. Время было уже около 4, начинало светать.

15.08.13

Сегодня мы решили сделать дневку, немного отдохнуть. Тем более, здесь у Двенадцатого кроме соляры в закладке была еще куча продуктов, так что торопиться сильно не надо было. Правда, у моего штурмана через три дня заканчивался и продленный отпуск. В связи с этим, на Чистоп мы решили не ездить, точнее не ходить, потому что полноценно ездить мог только крузак Двенадцатого.

Сруб на базе Ильича почти готов.

Сам он еще с вечера не отошел от всех новостей и даже, говорит, не спал ночью, так ему было обидно, что его МЧС спасать собирается и даже какие-то пермские джиперы.

Как раз под это настроение и приехали на базу с утра Сталкер с Лешим. Леший имел неосторожность поинтересоваться у Двенадцатого, чего это Женя такой хмурый. На что получил не очень цензурную отповедь и настоятельное требование позвонить супруге и отменить все спасательные операции, панику и МЧС. Леший очень удивился всему этому, видимо, он не ожидал от жены такой прыти, сразу же взял спутник и позвонил ей.

Чуть позже они со Сталкером съездили к месту закладки бензина и прочих ништяков на другой берег Лозьвы.

А еще немного позже мы услышали звук подъезжающего Урала. Рабочих везут, избу строить, подумали мы. А фиг вам, подумали МЧСники, и на поляну во всей красе, новенький, с иголочки, въехал Урал в МЧСовской раскраске. Не знаю уж, какие чувства в этот момент испытывали и Двенадцатый, и Леший, но лица у них были как в финальной сцене «Ревизора».

Это за нами )))))

Из будки Урала вышли несколько парней и подозрительно пристально стали поглядывать на нашу группу. Так и есть, за нами. Они предъявили нашему вниманию, прошедшее через несколько факсов, заявление от Татьяны, супруги нашего Лешего. Ну, что сделаешь, переволновалась девушка за своего мужа, бывает! В заявлении было написано про женщин и ребенка, поэтому так оперативно сработали. Правда, они там у себя в МЧС сильно недоумевали, как так можно ездить, что 6(!) машин остались без топлива и люди без еды. А план у них был такой: максимально доехать на Урале, потом пешком группой идти к нам, покормить голодных, забрать женщин и детей, а также тех, кто согласится с ними пойти и пешком привести до машины, а потом и вывезти в цивилизацию. Естественно, никакого бензина или продуктов они нам не несли. В общем, парни тоже обрадовались, что никого в этот раз спасать не надо, никуда ехать тоже не надо и остаток дня они провели на базе Ильича.

Может быть, глядя на всю эту движуху с МЧС, а может, потому, что Сталкер уже сильно опаздывал на работу из отпуска, они вместе с Лешим быстро собрались и после обеда уехали в Ивдель и дальше в Вартовск.

Спасатели спасают))))

Остаток дня мы занимались перетряхиванием вещей, мелким ремонтом. Помыли немного машины, перемотали лебедки. В общем, устроили парково-хозяйственный день.

Еще по приезде на поляну, в том месте, где мы оставили перед дорогой на Пупы маленький пакет с мусором (чтобы на обратном пути забрать его с собой), мы обнаружили огромную кучу мусора, которая успела тут накопиться за 2,5 недели, что нас не было. Решили, что негоже за собой оставлять такую помойку. Собрали все, что было и максимально постарались сжечь. Целую канистру бензина извели (к вопросу о нехватке топлива). Начали в отдалении копать могилу под этот мусор. Вот тут-то местная почва и дала нам прикурить. Поковыряли немного каменистую глину, и пошли ужинать, оставив копку ямы на следующий день.

Камеры закончились, пришлось колесо латать только латкой, мало ли, без запаски никак…

Вот такая куча мусора нам досталась.

Около Лозьвы водится какая-то особенная мошка. Жутко мелкая, проходит сквозь любую сетку, и неимоверно прожорливая. Так что ужин у нас сопровождался тучей этих зловредных жрунов, потому что в этот вечер ветерка никакого не было.

Хорошенечко поужинав изобилием продуктов из закладки Двенадцатого, разбрелись спать. Я как-то не позаботился о том, чтобы выгнать из палатки мошку и к утру меня так нажрали, что на следующий день меня звали пасечником. Чесалось это все еще недели три.

16.08.13

Наутро, перед завтраком продолжили копать яму. Я раздобыл лом у местных работяг, строящих избу для туристов на поляне. Дело пошло немного веселее. Двое ковыряли ломом и монтажкой камни в глине, двое вычищали помаленьку это дело из ямы. Часа два или три мы копали яму метр на два и на штык-полтора вглубь. После перенесли туда сожженный мусор, зарыли его, и Танкист проехался УАЗом, чтобы утрамбовать почву. Стекло мы увезли с собой.

Эту яму вчетвером мы долоооолго копали))) «Почва» там веселая.

Утром МЧС попрощались с нами и уехали назад. Мы же прособирались до обеда. Приезжали одесситы на вездеходах на пневматиках. Не смогли они на Салехард уйти, дошли только до Маньпупунера и развернулись. У них сломался рычаг подвески. Зато они своим мобильным сварочным аппаратом снова приварили Танкисту баранку на место.

Пневматики до Салехарда не доехали, сломали рычаг подвески.

Затем со стороны Ивделя приехал Урал, который привез еще одного строителя в усиление двум, имевшимся на поляне. И еще там приехали инспектора охот- и рыбнадзора. Сразу же нам были предъявлены разнообразные обвинения в нарушениях. Заставили привязать собак, отъехать от реки, а Двенадцатого оштрафовали за нахождение с ружьем в охотугодьях без путевки. Хорошо, ружье было упаковано по правилам, а не собрано и заряжено.

Эти уехали, со стороны Пупов вернулись Дефендер с Тагером. Постояли немного и уехали на Ивдель. Уже перед самым нашим отъездом приехал и Гелендваген. Они остались, а мы тронулись в обратный путь.

На базе Ильича нас догнал Гелик.

И почти сразу подъехали к хорошей такой луже. Танкист, едущий первым, стал обходить ее справа, где не так глубоко. Побуксовал там, но проехал сам. За ним туда же поехал Двенадцатый, тот уже пару раз воспользовался лебедкой, а я обошел это место вообще в объезд.

Чем дальше, тем лучше становилась дорога. Танкист уехал далеко вперед, по рации он посоветовал одну большую лужу пройти слева и мы с Двенадцатым сунулись в объезд по лесу слева. Он-то выехал, а я там застрял. А оказалось, что по луже спокойно можно было проехать, просто взять нужно было левее.

Танкиста мы догнали на первом броде, где он мыл машину. Я прошел брод на заднем приводе и понял, что обойдусь без буксира (впереди еще два брода было). Поэтому оставил их плескаться у реки, а сам поехал дальше. Перед самым последним бродом навстречу попалась шевинива с двумя человеками внутри. Как они сказали, ехали они на перевал Дятлова. Машина стояла и не подавала признаков жизни. Они проехали через какую-то канаву (сухую) и что-то, видимо, где-то стряхнулось, и машина перестала заводиться и со стартера, и с толкача. В общем, я взял их на буксир и оттащил обратно к броду, где стояли еще две Нивы. Решено было оставить нивоводов разбираться с проблемой, их там было человек 6.

А я переехал спокойно по перекату брод. На том берегу стояли два внедорожника, они только подъехали, это был первый для них брод и они чего-то менжевались, как его переезжать. Я не стал останавливаться и рассказывать, что полный привод им пока не пригодится, а поехал дальше.

Часам к 9 вечера мы приехали в Ивдель. По пути постояли около медного карьера, где Танкисты фотографировали Сашку-младшего. Потом Танкист еще останавливался, чтобы посмотреть, что у него с тормозами. Но быстро починить ничего не получилось, и он потихоньку за нами доехал до Ивделя. Там мы сходили в кафе «Перекресток», вроде. Первый раз за 3 недели поели человеческой(!) еды, купленной за деньги(!).

Так как было уже поздно, поехали устраиваться на ночлег, хотели встать там же, где стояли по дороге сюда, но пока туда ехали, увидели мотель и решили заночевать там, мало того, нас даже за дополнительную плату пустили туда с собаками.

Наши последние машины, выехавшие с маршрута.
Как на логотипе экспедиции.

На следующий день Танкист должен был поехать купить тормозные колодки, цилиндры и т.д. и заняться тормозами с утра. Остальные отсыпались. Я переставил все рваные колеса назад (если взорвется на асфальте переднее колесо, то с дороги улететь вероятность больше). Еще у меня от луж и бродов в свечные колодцы попала вода, и я хотел утром их продуть, но после завтрака и прочих процедур до колодцев дело дошло только к обеду. Я думал, что Танкист быстро закончит, поэтому не полез в двигатель. В итоге до самого Вартовска машина троила, а уже здесь пришлось покупать свечи и высоковольтные наконечники.

Выехали из Ивделя мы часов в 5 вечера. Двенадцатый поехал к брату в Челябинск, а мы с Танкистом в паре пошли домой. УАЗ на обратном пути не капризничал, поэтому мы стабильно ехали 70-80 км/ч. В час ночи въехали в Ханты-Мансийск. Танкист попросил заехать к памятнику мамонтам и прочим древним животным и сделать фотографии. Выехав оттуда, мы поплутали по городу, но все-таки вернулись на трассу. В общем, утром уже колесили по Нижневартовску.

Несколько слов о партнерах поездки

Тут можно сказать несколько слов о спутниковом телефоне и связи вообще. Кто-то может уезжать далеко и долго оставаться без связи. Чтобы мои близкие не волновались, я купил спутниковый телефон, чтобы каждый день можно было отправить хотя бы короткую смс-ку, ведь нет ничего хуже ожидания. Если кому интересно, телефон я взял Iridium 9575 Extreme. Система спутниковой связи Iridium была выбрана не случайно. Хотя она и является самой дорогой, но зато достойная связь есть в любой точке мира. А учитывая то, что эти точки мы только начали посещать, думаю, в дальнейшем это ценное свойство Iridium'а нам еще пригодится. Что касается тарифных планов, денег за разговоры и минут, тут все вышло намного проще. Председатель нашего внедорожного клуба, Кирилл, нашел на связь нам спонсора. Это нижневартовская фирма «Электрон». Они любезно согласились предоставить нам сим-карту с предоплаченными 222 минутами разговора из любой точки мира на любой телефон. Каждый, кто ездит в подобные поездки знает, что все деньги на бензин, ремонт, оборудование, продукты все тратят из своего кармана, что очень заметно сказывается на семейном бюджете. После Магадана, например, я почти год не мог отойти от поездки в финансовом плане. И когда появляются вот такие хорошие люди, как коллектив «Электрона» и предлагают помощь, это очень сильно помогает.

Второй наш партнер — это рекламно-полиграфическая фирма «ВИД». Ребята из этой конторы обеспечили нашу экспедицию всеми сувенирно-логотипными вещами. Все флаги, наклейки, футболки и даже кружки с логотипом мы сделали у них. Они дали нам очень хорошую скидку. Когда едешь в подобную поездку, хочется, чтобы память о ней осталась не только в фотографиях и отчетах, но и в чем-то более вещественном. Теперь у всех нас дома есть памятные кружки и футболки с логотипом клуба и с логотипом экспедиции.

Спасибо им за это огромное.

Мы были там!

В качестве бонуса ролик о поездке: