На «Жигулёнке» по России: От студёных морей до середины Волги (с экскурсом в Центральный аэроклуб СССР)

10.01.2014 | 17937 просмотров

Часть 1: От середины Волги до студёных морей (с экскурсом на Землю Франца-Иосифа)

Маршрут: Ульяновск — Москва — Старица — Нилова Пустынь — Великий Новгород — Петрозаводск — Кижи — Кемь — Соловецкие острова — Мурманск — Терский берег (южное побережье Белого моря) — Сортавала — Выборг — Псков — Изборск — Печоры — Пушкинские Горы — Зубцов — Бородино — Рязань — Ульяновск.

Автомобиль: «Жигули», он же «Лада», он же ВАЗ-21053, он же «пятёрка».

Первая часть отчёта закончилась экскурсом на Землю Франца-Иосифа. Судя по комментариям благодарных читателей, экскурс гармонично вписался в рассказ о данном автопутешествии. На обратном пути от ЗФИ к Норвегии Баренцево море слегка показало свой суровый характер и совсем не напоминало Средиземное, как во время плавания от Норвегии до ЗФИ.

Ледокол прилично покачивало. В баре с витрины падали и бились вдребезги бутылки с дорогим алкоголем, в ресторане со столов съезжала посуда. В коридорах к перилам через каждые 2-3 метра обслуживающий персонал заботливо прикреплял и регулярно обновлял гигиенические пакеты, чтобы слабые на вестибулярный аппарат пассажиры не пачкали ковровые дорожки недавно съеденной осетриной. В такие моменты я забирался на самую высокую точку корабля — на площадку над капитанским мостиком. Амплитуда и боковой, и килевой качки там самая большая, и кайф, соответственно, наибольший. Свист ветра, шум огромных волн, грохот металлических предметов, солёные брызги, перекатывающиеся по нижней палубе валы забортной воды. Что может быть лучше бушующей стихии? Только другая бушующая стихия, в которой ещё не бывал.

Всё хорошее неизбежно кончается. Вот и «Капитан Драницын» за сутки с небольшим дошёл до Киркинеса, где и пришвартовался в тихой гавани.

Вернёмся, однако, к основной теме повествования.

Итак, немного повторюсь: доехали до Мурманска. Город относительно молод. Основан в 1916 году. Старорежимное название Романов-на-Мурмане. Переименован вскоре после Февральской революции.

Мурманск — крупнейший город в мире, расположенный за Северным полярным кругом. При этом самый легко достижимый из северных городов России. Есть желание подивиться на полночное солнце в июне или полудённый мрак в январе? Добро пожаловать в Мурманск самолётом, пароходом, поездом, автомобилем. Несмотря на высокоширотное расположение, Мурманск из-за влияния Гольфстрима довольно тёплое местечко. Зимой средняя температура в районе минус 10°С. Порт не замерзает, если учебник географии нам не врёт. В то время как море у южной Одессы-мамы иногда льдом да и прихватит. Город зелёный и деревья довольно большие. Попробуйте на подобной широте, например, где-нибудь в Хатанге рябину найти. А Мурманск буквально зарябинин. И пейзаж не грустный: сопки, озёра, залив. Жить можно.

Мой въезд в Мурманск на автомашине означал, что я замкнул кривую своих автопутешествий от самого северо-запада до самого юго-востока России. До этого в разные годы было пройдено автомобильным способом от Санкт-Петербурга до станции Хасан на российско-северокорейско-китайской границе и от Мурманска до пропускного пункта Борисоглебск на российско-норвежской границе. Теперь вот проехал недостающий участок от Ленинградской области до Мурманска. Можно пить и веселиться.

Но сначала нужно на две ночи поселиться. Знакомая мне по прежним посещениям Мурманска гостиница «Арктика» оказалась на ремонте. Попробовали остановиться в «Парк Инн», но предложенный нам за 4000 рублей номер оказался прокуренным, а по коридорам витал стойкий запах канализации. Ретировались. Попросились на ночлег в гостиницу «Меридиан». Всё занято. Остался только люкс за 5200 с видом на площадь Пять Углов и на закрытую «Арктику». Врут, наверно, про отсутствие более дешёвых номеров, чтобы поступления в гостиничную казну увеличить. Однако заселились. Понравился и номер, и местонахождение гостиницы.

Гостиница «Арктика».

Весь день 22 августа 2010 года провели в Мурманске в неторопливой прогулке по городу. Поднялись на холм, на котором живописно раскинулось озеро Семёновское — популярное место отдыха жителей города.

По пути к озеру никак не миновать мемориал морякам, погибшим в мирное время. На первом этаже башни-маяка находится зал, где хранятся книги памяти моряков ледокольного, торгового, рыболовного флота и моряков-подводников. Под установленным рядом якорем заложена капсула с морской водой.

Маяк-музей.

Вид на Мурманск сквозь музейный якорь.

За маяком устроен памятник морякам-подводникам, погибшим в мирное время. В основе памятника часть рубки атомной подводной лодки «Курск», затонувшей в Баренцевом море в августе 2000 года. На табличке слева от рубки перечислены все подлодки, погибшие с 1952 по 2003 год. Всего их 14. Вместе с ними погибли 679 членов экипажей. Ещё 258 человек погибли в период с 1956 по 2008 год во время аварий на 27 подводных лодках.

Про «Курск» знают и помнят почти все, про гибель подводной лодки «Комсомолец» в 1989 году — многие. Некоторым по художественным и документальным фильмам известна трагедия атомной подлодки К-219. Эти происшествия нельзя было скрыть. Про остальные известно только специалистам и участникам событий.

Ниже перечень трагических событий. Надеюсь, читается.

Чуть выше стоит церковь Спаса-на-водах.

В самой высокой точке находится памятник защитникам советского Заполярья. По аналогии с памятником советским воинам в Болгарии мурманского защитника Заполярья тоже зовут Алёшей.

На берегах озера Семёновское построен самый северный в мире океанариум, где за 400 рублей можно посмотреть на выступление морских млекопитающих семейства тюленевых.

Вот так увековечили мурманчане дедушку ледокольного флота России ледокол «Ермак». Корабль безупречно нёс службу и царе-батюшке, и советскому народу с 1899 по 1963 год.

Визит в Мурманск отметили в «Стейк Хаузе» рядом с гостиницей. Порция сочной ягнятины 800 грамм! Устоять невозможно. Кто на диете — не заходить.

23 августа тронулись в обратный путь. Решили свернуть с большой дороги и немного посмотреть на Терский берег, понежиться на пляже у Белого моря. Поплутав по Кандалакше, нашли дорогу на Умбу. Дорога довольно живописная. Несколько раз останавливались, чтобы пополнить организм витаминами и антиоксидантами. Их здесь в изобилии прямо вдоль дороги. В ягоде чернике и ягоде голубике.

После Умбы 53 км свежего асфальта, а затем стиральная доска с камешками. Дорога идёт вдоль моря, но море в основном скрыто растительностью. Доехали до посёлка Оленица. Решили заехать, посмотреть, как живут поморы. Покрутились по посёлку. Ничего примечательного, ярко выраженного поморского не заметили. День клонился к закату. Пора поискать место стоянки на беломорском пляже. Отъехав несколько км от Оленицы, подъехали к берегу Белого моря и приступили к «пляжному» отдыху. Пляж оказался устлан толстым слоем морских водорослей. Запах специфический. Чистый йод. Несколько часовой курс естественной арома-йодо-терапии заменил нам пачку таблеток йод актива.

Встали лагерем. Сначала ужин, потом созерцание беломорских окрестностей.

Буруны на Белом море.

Пока ужин, чай да кофе, ветер успокоился, начался отлив и из-под воды показался сад камней. Показать бы японцам. Наверно бы понравилось.

Рано утром, заряженные целебным беломорским воздухом, продолжили обратный путь. Весь день в дороге. В вечерних сумерках, проехав более тысячи километров, оказались в городе Сортавала, что на северной оконечности Ладожского озера. Сортавала интересна тем, что отсюда стартуют «Ракеты» на остров Валаам. К сожалению, утро следующего дня выдалось сильно дождливым и прохладным. Ехать на Валаам в такую погоду сочли неразумным. Не погулять, не поснимать толком. Помёрзнув и помокнув на причале, решили отложить Валаам на потом.

Нет Валаама, ладно — нет. Зато есть Выборг. Сначала извилистая и живописная дорога вдоль Ладоги до Приозёрска, затем ничем не примечательная дорога до населённого пункта Бородинское. От Бородинское до Каменногорска полная неожиданность: узкая лесная грунтовая дорога, вся в ухабах и крутых поворотах.

Выборг, он же бывший финский город Виипури, весьма приятный глазу городок с остатками финской архитектуры прошлых веков и несколькими булыжными улочками. Основные достопримечательности сосредоточены на небольшой территории, так что осмотреть можно и проездом.

Главная привлекательность — Выборгский замок, заложенный шведами в 1293 году.

Вход в замок.

Остатки финской роскоши.

Выборг, конечно, не заменит Валаам, но, если в Выборге хорошая погода, а на Валааме весь день идут дожди, то лучше съездить в Выборг.

Город на Неве объехали по объездной по имени КАД. Так получилось, что жена Наташа не была ни в Ленинграде, ни в Санкт-Петербурге. В Ленинграде она уже вряд ли побывает, а вот в Санкт-Петербург обязательно приедем дней на несколько. Но не в этот раз.

Заночевали в Пскове в одноимённой гостинице под охраной бронзовой княгини Ольги.

Псков один из древнейших городов России. Годом основания считается 903. По легенде именно княгиня Ольга повелела основать город. Видение ей такое было и глас свыше. Место, с которого Ольга увидела три луча, сходящих с неба, обозначено Ольгинской часовней.

Лучи эти сходились в одном месте на противоположном берегу реки Великой, где и был заложен Троицкий собор, а вокруг него построен кремль.

Собор размеров не очень внушительных, но высоты изрядной. На площади перед собором во времена Псковской республики (1348-1510) собиралось народное вече и вершило демократию, то есть власть народа. Народ всенародно избирал князей. Подобное действо в современной России происходило раз в четыре года в марте месяце. С 2012 года перешли на шестилетний срок правления, чтобы реже отвлекаться от дел насущных.

У входа в Псковский кремль.

Вход довольно извилистый.

Покровская башня с противоположной стороны кремля.

Оказавшись в Пскове, стоит проехать 30 км в сторону Эстонии до села Изборск. Когда-то это был город древнее и главнее Пскова. В Изборске заседал один из приглашённых на Русь варяжских князей брат Рюрика Трувор. До наших дней в очень приличном состоянии дошла Изборская крепость 14-го века. Её-то и стоит посмотреть. Фотографировать крепость можно с сотен ракурсов. Тот факт, что её почти не коснулась искусная рука реставраторов, только придаёт ей фотогеничности.

Реставрации подверглась только одна башня под названием Луковка. На неё можно подняться, заплатив 40 рублей, и обозреть окрестности.

На заднем плане Городищенское озеро, на берегу которого бьют Словенские ключи. Надеюсь, на фото ниже можно прочитать, чем они знамениты. Целебны, святы и т.п.

Если целебны, значит, надо испить святой водицы. Один глоток. Больше без результатов бактериального анализа не рекомендуется.

Оздоровившись родниковой водой, продолжили путь в направлении Эстонии и у самой границы посетили Псково-Печорский монастырь. Заведение с богатой историей, очень в плане архитектуры изящное и живописное. В 1470 году здесь в пещере поселился первый отшельник. Постепенно вокруг пещер отстроился монастырь. В период становления Советской власти в России монастырь находился на территории Эстонии, поэтому никогда не закрывался и не разрушался. Ещё раз повторюсь, что вид монастыря весьма необычен. Строения очень изящные и красочные. Ландшафтный дизайн под стать архитектурному.

В пещерных лабиринтах под монастырём захоронены порядка десяти тысяч человек: монахи, щедрые миряне, паломники и …. лидер великолукской организованной преступной группировки. За захоронение последнего тогдашний патриарх Алексий уволил местного архимандрита. Посчитал, что перегнул святой отец палку в погоне за церковной копейкой. Гробы замурованы в стены. Некоторые видны через оставленные отверстия. Монахи утверждают, что запаха разложения никогда не чувствуется.

Набежала туча грозовая.

И разверзлись хляби небесные.

На этом наша экскурсия по монастырю завершилась. Вернулись на ночь в Псков. Следующий день 27 августа посвятили Александру Сергеевичу Пушкину: выехали в направлении Пушкинских Гор и села Михайловское.

Сначала решили посетить Михайловское, где Пушкин часто бывал на протяжении всей своей жизни и где отбывал ссылку в 1824-26 годах. Без остановки проехали Пушкинские Горы. Свернули по указателю и через несколько км упёрлись в шлагбаум. Пушкин — это наше всё. За бесплатно к нему не только в дом-музей, даже на территорию ближайших населённых пунктов нельзя.

(Справедливости ради замечу, что по Пушкинской усадьбе в селе Большое Болдино в Нижегородской области гулять можно свободно. И вход, и подъезд, и стоянка бесплатные).

По совету охранника в расположенной рядом и стилизованной под старину гостинице «Арина» купили на рецепции за 250 рублей пропуск. По пропуску можно проехать ещё с километр до стоянки, оставить машину и минут 30 прогуляться пешком по лесу.

Вот здесь стоянка и комплекс сувенирно-закусочных заведений, где можно подкрепиться и закупиться до или после прогулки по пушкинским местам.

Тропа, ведущая к дому Пушкиных в Михайловском.

Одна из елей, посаженных дедом Пушкина Иосифом Абрамовичем Ганнибалом.

В Михайловском Пушкин написал около 100 своих произведений: больших и малых.

Вид из дома на заливные луга.

«Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок…»

Вокруг дома большой лесопарк приятный для прогулок.

Погуляв по родовому имению Пушкиных, вернулись в Пушкинские Горы.

В Пушкинских Горах все дороги ведут в Святогорский Успенский монастырь, где находится родовое кладбище Ганнибалов-Пушкиных. Под этой плитой похоронены дед и бабушка со стороны матери по фамилии Ганнибал и родители поэта по фамилии Пушкины.

Рядом находится могила самого А.С. Пушкина.

Постояли, почтили память великого поэта. Мысленно процитировав отрывок из одного из вариантов «Евгения Онегина»: «А вот наследник мчится лихо, как за блондинкою грузин. Давайте, други, выйдем тихо. Пускай останется один», продолжили путь домой.

По плану сегодня ночёвка в городе Зубцов Тверской области. В Зубцове живёт дружественная нам семья, с которой не виделись 12 лет. Созвонились, решили повидаться. Глава семьи — Сергей — мой старый парашютный друг. В стране СССР была такая организация ДОСААФ, где можно было совершенно за бесплатно заниматься военно-техническими видами спорта. Мы в своё время выбрали парашютный спорт.

Встретившись в Зубцове, провели приятный вечер в приятных воспоминаниях о золотом времени, проведённом на сборах в Центральном аэроклубе СССР имени Чкалова. И мне, и Сергею в середине 80-х довелось участвовать в авиационно-спортивных праздниках в Тушино, проводимых в честь больших дат, таких как 40-летие Победы, 70-летие Октябрьской революции при большом стечении народа, а также правительства, Политбюро и генералитета. В процессе подготовки и на самих праздниках нам посчастливилось веселить себя и наблюдающий за нами народ прыжками под названием «Трапеция под парашютом» или «Трое под одним куполом». Эдакая смесь парашютизма, скалолазания и гимнастики: один основной парашют на троих, куча верёвок и железок. Выпрыгиваем из самолёта «скованные одной цепью», принудительно раскрывается основной купол, один человек управляет парашютом, двое других распускают трапецию, сползают каждый на свою перекладину, снимают с себя подвесную систему с запасным парашютом, выбрасывают запасной парашют и, оставшись в спортивном костюме, выполняют каждый на своей перекладине комплекс гимнастических упражнений. Трудно объяснить все прелести, трудности и превратности этого дела. Посмотрите на старые фотографии. Фото, конечно, не лучшего качества, но других нет. Одно хочу сказать, что поначалу оставаться без парашюта, сидя на тонкой перекладине на высоте несколько сотен метров, было весьма непривычно и волнительно. Также замечу, что любое упражнение, выполняемое на свободно болтающейся, шаткой трапеции, требует заметно больше сил и сноровки, чем на жёстко закреплённом турнике.

Я в середине.

Дома это район Москвы Строгино.

Фото из газеты «Правда» от 17 августа 1987 года. Я нижний.

Парашют был приятной расцветки. Площадь 98 квадратных метров, но рассчитан всё-таки на одного человека. Троих выдерживал, но стропы рвались регулярно. Иногда одна, иногда четыре. Парашют был сконструирован для прыжка на Пик Ленина (такой десант состоялся в 1968 году). В памирском десанте я не участвовал: молод был, а вот на вершину Эльбруса прыгал. Но об этом в другой раз. Когда дойдут руки до рассказа о поездке по дорогам и саваннам Кении-Танзании с восхождением и попыткой прыжка на Килиманджаро, тогда экскурс про покорение Эльбруса парашютным способом будет в тему.

В противоположность нашему прыжку, где на троих один парашют, на авиапраздниках исполнялся другой парашютный номер под названием «Двойная отцепка», в котором парашютист покидал самолёт, имея четыре парашюта на одного. Раскрывал первый парашют, имитировал его отказ, отцеплял «отказавший» купол, свободно падал, раскрывал второй парашют, имитировал его отказ, отцеплял второй «отказавший» купол, опять свободно падал, раскрывал третий парашют, на котором и приземлялся. Среднестатистический гражданин знает, что у парашютиста два парашюта: основной и запасной. Когда зрители видели отказ второго парашюта, то напряжение на трибунах возрастало: кто-то радостно потирал руки (вот оно зрелище, дождался), а кто-то в ужасе закрывал лицо руками. Говорят, что впечатлительные беременные женщины были очень недовольны. Откуда им знать, что у человека четыре парашюта вместо двух.

На фото выше сидят мой друг Сергей из Зубцова и двое его коллег по прыжку с трапецией. Стоит же человек, на котором надеты четыре парашюта.

Много чего ещё было интересного, приятного и слегка экстремального в подобных показательных прыжках. После них при выполнении обычных спортивных прыжков надпочечники адреналин не вырабатывали. Организм за нас уже не переживал. Хорошо бы было восстановить традицию проведения таких авиационно-спортивных мероприятий. В свои 54 с половиной лет от роду я ещё не забыл, с какой стороны подходить к турнику. Вполне умеренный и накаченный животик позволяет делать и подъём переворотом, и подъём разгибом, и уголок держать. С удовольствием бы прыгнул «Трапецию».

Ещё в Центральном аэроклубе можно было испытать удовольствие от следующих прыжков:

Прыжок «Звезда». Пять человек — пять лучей. Дым от дымовых шашек.

Буксировка за самолётом. Парашютист тащится в буквальном и переносном смысле за АН-2 на верёвке.

Буксировка за вертолётом. Здесь целый коллектив тащится.

Покружить на высоте карусель, дымя дымовыми шашками, и пострелять пиротехникой.

Прыжок «Не расстанусь с комсомолкой».

Повспоминали, отдохнули и утром снова в путь. От Зубцова до Рязани через Бородино. Что произошло на Бородинском поле 26 августа 1812 года напоминать не нужно. Посмотрим несколько фотографий.

На этом возвышении находилась ставка Кутузова.

Главный монумент на месте, где располагалась батарея Раевского. Справа дот времён Великой Отечественной войны.

За главным монументом находится могила Багратиона.

По всей территории, на которой произошла Бородинская битва, установлено множество памятников как русским, так и европейским воинам (армия Наполеона была многонациональной).

Есть памятники солдатам, погибшим здесь в 1941-42 годах.

Бородинский музей.

Рядом с музеем в 2010 году стояли бюсты героев-полководцев войны 1812 года. В июне 2012 и июне 2013 года бюстов не было. Возможно, на реставрации. К 200-летию битвы много чего реставрировали.

Голенищев-Кутузов.

Барклай де Толли.

Багратион.

За упокой души погибших можно поставить свечку в соборе Спасо-Бородинского монастыря.

Будете проездом из Москвы в Минск или наоборот, не проезжайте мимо. С дороги М1 есть указатель на Бородино. Крюк небольшой, а места исторические. И красивые. Можно и через Можайск проехать. Указатели имеются.

Последняя ночёвка в Рязани в гостинице «Ловач» с 12-часовым тарифом и последний бросок до дома через Саранск. Фото Рязани и Саранска хорошо представлены в моем отчете «От отеля в Москве до КПЗ в Абхазии» (https://travel.drom.ru/24105) Повторяться не буду.

Разве что ещё раз показать усадьбу немецкого барона фон Девиза в посёлке Кирицы недалече от Рязани. Ныне детский пансионат. Здание очень красивое, необычного для этих мест дизайна. Усадьба частично отреставрирована, но есть ещё над чем работать. Хотелось бы, чтобы реставрация была доведена до конца.

Напоследок советую улыбнуться, посмотрев на три легкомысленных фотографии, сделанных во время этой поездки.

Истинное название — Глядково — слегка подправлено местной молодёжью. Для благозвучности.

Интересно, это длина в дюймах или диаметр в сантиметрах?

Село Умёт в Мордовии. Здесь каждый дом превращён в придорожное кафе. Названий много: «555», «777», «Едун», «Едок», «У Вано», «У Татьяны» и т.п., но это самое оригинальное.

В заключение по закону жанра пару слов про машину. Всего в этот раз проехали 8500 км. Никаких проблем. Ни поломок, ни шума, ни пыли. Так же стабильно хорошо вёл себя сей малобюджетный автомобиль и в предыдущих, и последующих поездках. Даже обидно. Никакой авторемонтной романтики.

Да Супер автор конечно экстримал.Удачи!!!
Мои отзывы: Kia Sportage 2011, Toyota Ipsum 2001

Отличное путешествие!!!)

p.s. эээхххххххх,целый 12 дней жил когда-то в Арктике,на 11-м этаже!)))))...

Хорошее путешествие, с удовольствием читаю все отчёты по России, очень нравятся Ваши. Фото тоже интересно посмотреть.

Крута

Здорова !

28-25-31-78
NHP10

молодцы, очень интересно читать и смотреть

Интересно читать, молодцы! Не хватает фото героини пробега, легендарной "пятерочки"
Мой отзыв: Kia Sorento 2013

Отличный отчёт и хорошие фото. Прочитал, посмотрел и получил удовольствие. Хорошо, что есть ещё такие люди, как автор отчёта, которым интересно поездить и посмотреть свою страну Россию. Не понял одного: поездка состоялась в 2010 году, а отчёт о ней опудликован только сейчас. Почему? Приглашаю автора и весь его экипаж посетить во время очередного "заезда" мой город Смоленск. Это в 400 км к западу от Москвы по а.д. М1. В 2013 году город отметил своё 1150-летие. С удовольствием буду Вашим гидом. Вот несколько моих фото Смоленска. Мои отчёты об автопутешествиях: https://travel.drom.ru/21747/ https://travel.drom.ru/24180/ Писать лучше сюда: kim.230752@ http://yandex.ru Меня зовут Игорь Михайлович.

У нас тоже занимаются парашютным спортом. У нас второй по величине (после "Христа Спасителя") православный собор в Европе. И уже знакомый Вам памятник, посвящённый событиям 1812 года...

Усолье-Сибирское
Мужик ты на Задорнова похож:):)):)

Отличное путешествие!!!)
p.s. эээхххххххх,целый 12 дней жил когда-то в Арктике,на 11-м этаже!)))))...
А на 18-м этаже бар с видом на залив. У барной стойки Софочки да Любочки, а в придачу к ним кофточки да юбочки, сигаретный дым.

пипец:
Изборск уже реставрируют...теперь там все иначе)
Превратят древность в современность.

White 56:
В этом отчёте есть одно фото. В предыдущих тоже есть. Стандартная, слегка помятая.

Bluetrack:
Превратят древность в современность.
Да, увы. Был в Изборске в 2012, реставрация к юбилею города шла полным ходом. Часть стен была полностью разгромлена, а уже отреставрированные выглядели, как стандартные крепостные стены в представлении реставраторов. Хотя отдельные башни еще сохранялись в прежнем виде. Интересно было бы посмотреть, что из всего этого вышло в результате.

А за отчет спасибо. Как всегда живо и интересно написано. Будем ждать Кению-Танзанию с Килиманджаро. ;)

Просто отличный отчет. Очень интересно и познавательно.

Denis2:
Спасибо. Придётся ещё написать. Благо, материала достаточно.

kim-230752:
1) Спасибо за отзыв и за приглашение. Не вижу повода не принять и не воспользоваться. В Смоленске был в 2006 году и в июне 2013. В конце сентября думаю проехать с женой в Белую Русь через Смоленск. Адрес Вашей электрической почты есть. Свяжемся. 2) Опубликован сейчас, потому что написан в прошлом декабре. Раньше был не зрел для мемуаров.

Boris-Kozyrev:
Кошмар! Зачем эта прилизанность? Мамай бы так не навредил, как твёрдая рука талантливых реставраторов. Хоть бы часть крепости оставили, как есть.

Smail17:
Мужик ты на Задорнова похож:):)):)
Он лысее и седее.

Жить вроде и можно, но вместо лета 3 месяца осени убивает. Хотя... прошлое лето было исключением. ))
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

mindblade:
Не упоминайте всуе тёплое лето за Полярным кругом, а то правительство северную надбавку отменит, и пенсию в 50 лет, и неполную рабочую пятницу для женщин.

Отличная поездка.С ностальгией смотрел фотки Пскова( Жил в той самой гостинице Рижская,что на фото сзади Ольги,когда приезжал 10 лет назад на полигон в Струги Красные в командировку.

Класс, то же люблю путешествовать по России. История, ностальгия...блин жизнь так коротка.
Люди путешествуйте не трать время зря!!!!!!
Молодец легко читается.
Удачи в следующих путешествиях.

Разумное сочетание фотографий, иллюстрирующих сюжеты + сдержанные текстовые комментарии автора к ним = удобочитаемый отчет с ясно выраженными мыслями.

Как прижилась Pinus pumila в Ульяновске?

Всё очень достойно,за отчёт с фотографиями -отдельное спасибо!
Главное желание,остальное всё вторично..)))Молодцы!

Sharypoff28:
Как прижилась Pinus pumila в Ульяновске?
Прижился хорошо. Пересаживали 4 раза. Искали место получше. После четвёртой пересадки две веточки пожелтели. Сейчас под снегом. Весной будем посмотреть.

Bluetrack:
Если не байки, то это было уже! Вроде бы при Хрущеве, когда прилетел летом Никита Сергеевич, а на улице редкие +20, солнце на волнах морских играет, птички поют, и сняли нам полярки. )) Потом правда вернули.
Кстати, насколько я знаю, имеется программа развития севера. Разделена на Арктику + побережье и Не Арктику - все что дальше 30 км от берега. Вот те кто дальше имеют риск лишиться всех льгот и полярок. Если так примут - народ с Севера косяками ломанется. Наши бьются, что бы не приняли.

mindblade:
Путин не допустит. Да и ломиться косяками народу некуда. Нигде его не ждут.

В уметском "Морддоналдсе", ксати, очень вкусно кормят. Особенно, жаренная картошка хороша. )))

Bluetrack:
Путин не допустит. Да и ломиться косяками народу некуда. Нигде его не ждут.
Насколько я понял, это идея самого Путина, или его ближайшего окружения. Также, как и планомерная постройка не полицейского, конечно, государства, но государства для полицейских (и чиновников). А остальные - как получится. )
Да, тоже кстати. Статистику приводили по рожденным, в каких областях - вся средняя полоса и, менее, юг - одними переселенцами с МО пестрят. ))
Nissan Pathfinder 2013 LE

1989 год. МО 1.147.000 человек. Мурманск 468.000 человек.
2010 год. МО 795.000 человек. Мурманск (2013г) 302.000 человек.
Север и так выезжает постоянно. Это лишь вопрос - ускорится процесс, или нет.

Гостиница «Арктика».
__________________________
тысячу раз слышал визборовское "гостиница арктика, мурманск, глухая полярная ночь..."
так вот ты какая, гстиница арктика! :)

mindblade:
1989 год. МО 1.147.000 человек. Мурманск 468.000 человек.
2010 год. МО 795.000 человек. Мурманск (2013г) 302.000 человек.
Север и так выезжает постоянно. Это лишь вопрос - ускорится процесс, или нет.

Bluetrack:
Возможно,возможно..()))))))... просто там в барах не был...))
...знаю ещё там норм гостиницы "полярные зори" с одноимённым рестораном и полу-нормальную))))"шахтё р")))

Верно.
Племянник там уж 3 года работает...уезжает,приезжает.. .)

Верно.
Племянник там уж 3 года работает...уезжает,приезжает.. .)
Artoba прав как никогда. Все приехавшие туда - проездом. Уйдет газ - север опустеет. Ну хотя бы лет на 20 праздника будет. Ждем Штокмана в будущем у нас. ))

Artoba:
Возможно,возможн о..()))))))...просто там в барах не был...))
И ненормальную. "Пурга". Постоянно как с боевых действий оттуда привозят по 4 огнестрельных за раз.
На последнем этаже Арктики был однажды в ресторане на новый год. Но я не фанат ресторанов - ничего не могу сказать. ))

mindblade:
Штокман ещё долго будет лишь в теории. Их московский офис уже давно сильно сократили. Я в июле 2005 должён был на платформе в Баренцевом море парится. До сих пор жду. Мотаюсь по тундрам, а душа в море просится.

Bluetrack:
Основную долю газа со Штокмана предполагалось перерабатывать в СПГ на береговом заводе, с дальнейшей транспортировкой специальными кораблями в США, как основному потребителю этой продукции. Но Штаты не дураки, садиться, как Европа, на российскую газовую "иглу". Они нашли у себя "сланцевый газ" и им теперь Штокман "по барабану". Для европейцев же "раскупорили" "Бованенково". Так, что, газ Штокмана пока никому не нужен, а осваивать морское месторождение "про запас" даже для "Газпрома" (читай Путина) не под силу. А тут еще олимпиада, да чемпионат- 2018 с "Южным потоком" "навалились".

Придется пока душу надо чем-то другим занять.
Летом душа будет занята двумя поездками по 23 дня по всем регионам между Уралом и Байкалом.

Хорошо написано. Удачи..

"Заскакивайте" в гости.

Хорошее путешествие,молодцы.

"Заскакивай те" в гости.
Спасибо за приглашение. В Пермь наведывался в 2009, 2010 и 2013 г.г. Следующий раз раньше 2015 года вряд ли получится.

Придется пока душу надо чем-то другим занять.
Да - лет на 20 разработка точно отсрочена. Хотя, как все государства активно уже Арктику делят по типу "чур мое!" - грядет много чего интересного в будущем. Правда, думаю, не менее чем лет через 50, но все же. ))

класс

Street Storm:
Крута
не попал

пипец:
Изборск уже реставрируют...теперь там все иначе)
- И это очень хорошо! Это древняя крепость, пережившая немало штурмов, - это славная страница истории защиты Руси от вторжений всякой немчуры с запада! Такие памятники должны реставрироваться и находиться в прекрасном состоянии для потомков!
Кажется, в нашей жизни не хватает коммунизма:)))

Как всегда здорово, и текст и фотографии.

Очень интересное путешествие.
Запчасти на японские автомобили. Высылаю в регионы.
8-926-Честрет (ставите цифры вместо букв)

Добрый день уважаемому Автору.
Всегда с интересом читаю Ваши отзывы. Продолжайте писать.
Но есть один личный вопрос.
Скажите, на ресурсе есть информация с Вашими личными координатами ?
С уважением.

Достойно.Молодцы!

автор,молодец! очень грамотное и приятное изложение материала и своих мыслей, приправленное юмором.
очень приятно читать. спасибо за труд.
продолжайте в том же духе!
YRV-Torneo-Elantra

Если ты живёшь в России - значит при рождении ты выбрал сложный уровень.

autodoctor:
" Попросились на ночлег в гостиницу «Меридиан». Всё занято. Остался только люкс за 5200 с видом на площадь Пять Углов и на закрытую «Арктику». Врут, наверно, про отсутствие более дешёвых номеров, чтобы поступления в гостиничную казну увеличить." Путешествуя летом 2013 года по стране на автомобили, меня посетили точно такие же мысли. Почему то в городских гостиницах всегда отсутствие дешёвых номеров, хотя утром на завтраке ожидаемого столпотворения нет.
Я уже в этом убедился. Теперь заранее бронирую.

Санкт-Петебрург
Блин, крутой вы дядька, конечно, завидую)
Мой отзыв: Renault Megane 2009

toptishka:
Блин, крутой вы дядька, конечно, завидую)
Так же как все, как все, как все, я по Земле хожу, хожу...

42-78
Сообщений: 1911
Здорово, красиво, захватывающе - рассказано, и как будто сам там побывал. Удачи!
На самом деле жизнь проста, но мы настойчиво ее усложняем. Конфуций.