Путешествие в Ниццу из Санкт-Петербурга на Peugeot 308 вместе с собакой

26.04.2013 | 23756 просмотров

Подготовка поездки

Даты поездки: 13.05-07.07.2012

В этом году мы первый раз стартуем из Санкт-Петербурга вместе с собакой. А до этого путешествовали в жанре «fly and drive».

Как обычно, отпуск начали планировать заранее. Мы хотели улучшить наш французский и запланировали провести отпуск в Ницце, совместив отдых с уроками французского в школе Alliance Française. Купили билет в ноябре Санкт-Петербург—Ницца на рейс авиакомпании «Россия». По опыту, знаем, что, чем раньше купишь билет, тем больше шансов, что собаку на рейс подтвердят. Так как на рейсе есть только 2-3 теплых места в багаже для перевозки собак. Наш пес весит 10 кг, его в салон не пускают, приходиться сдавать в багаж. В авиакомпании «Россия» провоз собаки не подтвердили, объяснив это тем, что пока неизвестно, какой тип самолета будет выполнять рейс, а места для собачек есть не на всех типах самолетов.

Поэтому или благодаря этому мы, наконец, и решились ехать во Францию из Петербурга. Тем более, что теперь можно ехать через Швецию с собакой. С 1.01.2012 отменили обязательный дорогостоящий анализ на антитела при ввозе или транзите с собаками в Швецию/через Швецию. Да и для собаки так лучше, нет неизбежного стресса от перелета. Сдали мы билеты и стали прорабатывать маршрут. Прокладывали маршрут по гугл-картам. Ежедневный пробег планировали из расчета не больше 8 часов пути. Вот такой маршрут у нас получился: СПб—Турку—Стокгольм—Копенгаген—Вюрцбург—Милан—Ницца—Венеция—Вена—Братислава—Краков—Даугавпилс—Спб. Нам хотелось не просто доехать от точки А до точки Б. А совместить ночевку с осмотром достопримечательностей.

Маршрут следования

Санкт-ПетербургНицца

СПб—Турку—Стокгольм—Копенгаген—Вюрцбург—Милан—Ницца.

• 1 день (13.05.2012): СПб—Турку, паром Турку—Стокгольм.
  • 2 день (14.05.2012): Стокгольм—Копенгаген. Ночевка в гостинице Zleep Hotel Ishoj.
  • 3 день (15.05.2012): Копенгаген—Вюрцбург. Ночевка в гостинице ETAP Hotel Wuerzburg Ost.
  • 4 день (16.05.2012): Вюрцбург—Милан. Ночевка в гостинице Idea Hotel Milano San Siro.
  • 5 день (17.05.2012): Милан—Ницца.

НиццаСанкт-Петербург

Ницца—Мира (рядом с Венецией)—Вена—Братислава—Краков—Элк—Даугавпилс—СПб.

• 1 день (1.07.2012): Ницца—Мира. Ночевка в гостинице Alloggi Marin.
  • 2 день (2.07.2012): Мира—Вена. Ночевка в гостинице Eurohotel Vienna Airport.
  • 3 день (3.07.2012): Вена—Братислава. Ночевка в гостинице Penzion Berg.
  • 4 день (4.07.2012): Братислава—Краков. Ночевка в гостинице Home in Krakow Silvio's Apartments.
  • 5 день (5.07.2012): Краков—Элк. Ночевка в гостинице Kuźnia Smaku.
  • 6 день (6.07.2012): Элк—Даугавпилс. Ночевка в гостинице Duets.
  • 7 день (7.07.2012): Переезд Даугавпилс—СПб.

Машина

Peugeot-308 хетчбек, бензин, автомат, 2012 года выпуска. Машину купили в феврале. Талон техосмотра не получили. При регистрации нам сказали, что он не нужен. Чем ближе дата отъезда, тем мне становилось все неспокойнее. Перерыл я конференции на auto.ru. Нет одного единого мнения. Кто-то говорит, что талон не спрашивают. Кто-то приводит ссылки с литовского официального сайта. Приводят высказывания разных официальных лиц. Непонятно. Позвонил я в МРЭО и задал вопрос: «Нужно ли на новую машину получать талон ТО». Видимо, не я первый. Мне ответили: «Если едете за границу, то нужно». Потратил я час и сделал ТО, так будет спокойнее. Для спокойствия же, и приобрел наклейку «rus».

Виза

Двухлетний французский шенген. Открывали год назад в визовом центре в Санкт-Петербурге. Стандартный набор документов. Никаких сложностей в получении визы.

Паром

Турку — Стокгольм забронировали заранее в компании Viking Line. При бронировании за 21 день, получаешь скидку «Early Bird». Автопакет с двухместной каютой (B2P) нам обошелся в 60 евро + 12 евро доплата за собаку. При бронировании, очень удобно, можно сразу указать собаку. Дополнительно подтверждать не нужно.

Гостиницы

Гостиницы мы бронируем через booking.com либо через собственные сайты гостиниц. При бронировании мы указываем, что путешествуем с собакой и просим подтвердить размещение. Если в описании гостиницы указано, что проживание с животными разрешено, лучше все-таки это перепроверить. Чтобы не возникло каких-либо недоразумений. Например в гостинице Idea Hotel Milano San Siro (Милан) на сайте  booking.com в описании: собаки разрешены. Но на сайте гостиницы этого нет. Поэтому я предварительно написал в Idea Hotel Milano San Siro (Милан) и получил от них подтверждение, а затем уже забронировал. Иногда из забронированного отеля сразу приходит подтверждение, но иногда приходиться обращаться в службу поддержки сайта  booking.com. По причине того, что собаку нужно подтвердить, я писал об этом раньше, опасно пользоваться специальными предложениями без возможности отмены бронирования. Для длительного проживания мы пользуемся сайтами http://www.homelidays.com/ или http://www.abritel.fr/. Оба сайта принадлежат французской компании. На сайте размещены предложения частных владельцев о сдаче в наем студий, апартаментов, вилл, ферм, сельских домиков и т.д. Выбор во Франции, Италии и Испании огромен на любой вкус и кошелек. Есть много предложений и по другим странам. До сих пор мы использовали сайт http://www.homelidays.com/, а сайт http://www.abritel.fr/ нам посоветовали в Ницце в школе Альянс Франсез. По навигации, мне кажется, http://www.homelidays.com/ удобнее, а на http://www.abritel.fr/ больше предложений. На сайте http://www.homelidays.com/ нужно зарегистрироваться, и только после этого будет доступна вся информация по объекту. На сайте есть система отзывов как по недвижимости и владельцам, так и по арендаторам. Мы, когда зарегистрировались, наши запросы почти все оставались без ответа. Позже, когда про нас накопились положительные отзывы, нам стали отвечать практически все. Для нас жить в апартаментах предпочтительней. Мы любим останавливаться в каком-либо месте на неделю две и не спеша исследовать окрестности. На мой взгляд, такой образ путешествий позволяет глубже почувствовать местную атмосферу, познакомиться с порядками, с местными жителями. Опять же бытовые удобства: полностью экипированная кухня, стиральная машина, терраса или садик с мебелью для отдыха. Есть и минусы. Менее гуманная, по сравнению с отелями, система отмены бронирования. Не все владельцы принимают банковские карты. Возвращаемый залог. Языковой барьер. Приведу с пример. Бронировали апартаменты в Lido-Di-Jesolo (Италия), с хозяйкой общался на английском. Приехали, оказалось, мы общались с сыном, которого в день приезда не было. Хозяйка английским не владеет, пришлось на пальцах объясняться. Но плюсов все же больше.

Список гостиниц:

Собачьи сборы

Если перелет с собакой мы уже освоили, то на машине за границу с собакой мы еще не ездили. Поэтому мы проштудировали официальные источники, различные форумы. Информация везде противоречивая и разнородная. Так как мы едем через Финляндию, я написал емейл в финское агентство Finnish Food Safety Authority Evira, из которого мне прислали исчерпывающую информацию о том, какие документы нужны при пересечении границы с собакой, какие прививки необходимо сделать и за какое время. Так же есть информация о пересечении границы с собакой на официальном сайте таможенной службы Финляндии.

Требования:

1. Собака должна иметь микрочип
  2. Должна быть сделана прививка против бешенства (не менее чем за 21 день, но не более чем за год).
  3. Гельметизация (против глистов) за 1-5 дней до поездки. Лекарство против глистов должно содержать одобренный ЕС препараты, например: празиквантел или Epsiprantel или Praziquantel
  4. Сертификат европейского образца, заверенный компетентным органом. Русский ветеринарный паспорт не действителен.

У нас собака обладает микрочипом. Прививки делаем всегда вовремя. Против глистов мы даем Drontal Plus®, против бешенства делаем прививку Nobivac и еще делаем общую прививку Duramun max5 (от чумы, гепатита, парво вирусного энтерита, парагриппа, корона вирусного энтерита и от 4 видова лептоспироза. В разных странах разные требования к вакцинам. Например во Францию без такого набора не пустят. Сертификат на вывоз собак сейчас выдают в Едином центре оформления животных. Об этом я написал в Евиру, в отчет вежливые сотрудники написали, что все ОК.

Справка для единого центра берется за пять дней до въезда, затем эта справка меняется за день до отъезда в едином центре на ветеринарный сертификат.

Холодильник

Путешествуя в феврале по Бретани мы приобрели авто холодильник Campingaz . Во Франции холодильник стоит почти в два раза дешевле. В автомобильном холодильнике замороженные продукты для собаки можно хранить 3-4 дня. И для нас прохладные напитки и др. При наружной температуре +15 +20 градусов, в авто холодильнике примерно +5.

День 1-й 13 мая (воскресенье)

Санкт-Петербург—Турку—Стокгольм

Из дома выехали в 7:50, до границы доехали без приключений, на 192 км трассы «Скандинавия» заправились до полного бака на заправке «Лукойл». Может быть, я не заметил, но дальше заправок не было. В 10:40 подъехали к нашей границе — пусто — отметили паспорта, подошел таможенник заглянул в машину, попросил открыть багажник, проезжайте. Документы на собаку не спросил. Декларацию на собаку, как некоторые советуют, мы не заполняли. Нашу границу прошли за 5 минут. Зашли в дьюти-фри, купили бутылку вина, поехали к финнам. На финской границе открыта была только одна полоса, все стояли в общей очереди. Пропускали по 10 машин, перед нами было 25. Ожидание составило 18 минут. Финский пограничник спросил,  куда едем, на сколько? Полистал паспорт, посмотрел страховку, проходите. У финнов написано на сайте таможни, что для тех,  кто едет с собакой, выбирать нужно красный канал. Мы на всякий случай подошли к окошку таможни, показали справку на собаку. Таможенница взяла только форму на некоммерческий вывоз животных (выдают вместе с международным сертификатом) в едином центре оформления. Другие документы и чип не проверяли. Машину не досматривали. Мы переживали, что придерутся к собачьему корму, который был заготовлен на всю дорогу. До Хельсинки дорогу ремонтировали, ограничения по скорости были 80-100 км/ч. Бензин по трассе 1,68 EUR за 95. Хельсинки объехали по окружной, почти сразу остановились и пообедали, припасенными продуктами. В Турку приехали в 16:36 (по местному времени, отличается от питерского на час). В первую очередь зашли в порт на стойке информации узнали, когда начнется регистрация, до начала регистрации на паром оставалось около 2,5 часов (регистрация начинается в 19:00 местного времени). Затем нашли терминал Викинга, рядом находится замок Турку.

Замок Турку. Турку. Финляндия.

Зашли во двор, обошли вокруг. Замок похож на выборгский, но в более приличном состоянии. Рядом с портом находиться музей мореходства и морского флота. Так как у нас было не очень много времени, мы в музей не пошли, а поехали в центр. Проехали по набережной реки Аура (Аурайоки), посмотрели кафедральный собор. Запарковались рядом с торговой площадью, близлежащие кафешки все были заполнены местным населением — играла финская сборная. В это время проходил чемпионат мира по хоккею. Погуляли по городу, заехали на заправку Shell, залили бензин до полного (E10 95). За полчаса подъехали на регистрацию. На регистрации 5 пунктов пропуска. Мы встали во второй, 3 и 4 были заняты. В итоге 1 и 5 не работали. Ровно в семь подъехали служащие компании Viking Line поменяли нашу распечатку о регистрации на посадочные талоны (на собаку также выдали отдельный посадочный талон). После регистрации всех рассортировали в очередь по полосам легковые, микроавтобусы и т.д. Никакого хаоса, все очень хорошо организованно. Где-то за полчаса до отправки прибыл паром из Стокгольма, его быстренько выгрузили. Мы насчитали 30 фур и подивились, как они там все смогли уместиться. Погрузка прошла быстро и организовано. Поставили машину, поднялись к себе на палубу. Каюты были еще не убраны, и пришлось ждать минут пятнадцать. Сначала мы хотели после отплытия пойти погулять на верхней палубе, но так рано встали этим утром и завтра предстояла дальняя дорога, мы, перекусив, легли спать.

Пробег за день — 622.

День 2-й 14 мая (понедельник). Стокгольм — Копенгаген

Утром встали за полтора часа до прибытия. Спать никто не мешал. Было тихо и спокойно. Хотя магазин duty free пользовался популярностью у пассажиров. Заранее было объявлено, что с 5 утра (уже по шведскому времени, от питерского отличается на два часа) начнут убирать каюты. Собака первый раз путешествовала на пароме, поэтому немного волновалась. Но в целом вела себя очень достойно.  Начали будить действительно за 1,5 часа до прибытия. Но из каюты мы ушли в шесть часов (здесь и далее время отличается на два часа от питерского), когда открыли автопалубу. Утром, позавтракав, мы пошли на верхнюю палубу погулять. Паром двигался по фьорду, берега застроены домами, коттеджами, яхтенными стоянками. Довольно симпатично.

Фьорд Saltsjön. Stockholm.

Был сильный ветер, и мы немного погуляв, вернулись в каюту. Паром прибыл в 6:30. Выгрузка прошла быстро и организованно. На выезде дежурили пограничники, выборочно останавливали, но мы никого не заинтересовали.

Наш путь лежал в старый город — Gamla stan. Gamla Stan — это исторический центр, остров, на котором расположены: Королевский дворец, Церковь Святого Николая (Storkyrkan), музей Нобеля. Здесь же — музей средневековья и Риксдаг, шведский парламент. В глубине острова расположена одноименная станция стокгольмского метро. Запарковались на улице Myntgatan 5 (N. 59.32569 E018.06866) в двух шагах от Королевского дворца. Места было много свободного, раннее утро. Тариф до 9:00 — 15 крон за час, далее в два раза выше. Приятно были удивлены, тем, что паркомат принял к оплате нашу карточку — такое в нашей практике в первый раз.

В Стокгольме было прохладно, майское солнце еще только начинало пригревать. Шведы спешили на работу. По всей видимости, мы были первыми туристами, в этот ранний час. Рядом с королевским дворцом стояли высокие гвардейцы.

Королевский дворец. Стокгольм.

Начальник караула, старательно вышагивая, проводил проверку постов. Обошли вокруг дворца, погуляли по узким улицам старого города. Прошли на соседний остров Riddarholmen. Riddarholmen — отдельная часть Гамла Стана, на западе. Здесь расположилась красивейшая церковь Riddarholmskyrkan, с кованым ажурным шпилем.

Церковь Riddarholmskyrka. Стокгольм.

Пройдя остров, насквозь мы вышли на его противоположную сторону, несколько напоминающую стрелку васильевского острова в Петербурге, откуда нам открылась великолепная панорама городской ратуши.

Вид на Ратушу. Стокгольм.

Затем мы перешли на Helgeandsholmen — небольшой остров, где находится здание шведского парламента — Риксдага и Музей истории средневекового Стокгольма.

Рыбаки с удочками напротив Королевского дворца — классическая стокгольмская зарисовка. Вода в водах Стокгольмского архипелага — чистая настолько, что здесь клюет  лосось. Кстати, лицензия на рыбную ловлю не нужна. По советам «бывалых», лучше всего ловить рыбу около Оперного театра, около моста Strömbron или на острове Skeppsholmen.

Strombron. Стокгольм.

Еще раз полюбовались видом королевского дворца, поднялись по мощенной булыжником улице Bollhusgränd 4 к церкви святителя Николая. Между церковью и Шведской академией на улице Källargränd находится уличный туалет, больше похожий на тумбу для наклейки афиш.

Уличный туалет. Стокгольм.

Стокгольм нам понравился. Город наполнен светом, здесь много воздуха. Построенный на разных уровнях, город открывается с каждым шагом в новом качестве. Поскольку у нас было запланировано всего два часа осмотр Стокгольма, то мы ограничились только осмотром старого города. Будет повод вернуться, чтобы познакомиться и с другими районами города. Хочу заметить, что нашей собаке понравились и Турку, и Стокгольм. Ей, вообще, нравятся все новые населенные пункты, так как там есть новые запахи, значит и новые впечатления. Гуляет наш пес и обильно метит новую территорию. Пакетиков для уборки за собаками я не заметил, но везде было чисто. Убирают.

Ровно в 9 подошли к машине, заняли все свои места и выехали в сторону Копенгагена. Читая отчеты о невзрачности пейзажа вдоль трассы, я и не представлял, что он будет до такой степени «серенький». Серая лента дороги, уходящая к горизонту. Приходилось все время бороться с дремотой. По дороге до Турку нас развлекали груды валунов. Почти как в Карнаке во франции. Пейзаж в Дании, тоже достаточно тусклый, чуть позже радовал нас большими желтыми полями с люцерной. А здесь все серенько, но может быть, это мы просто не выспались. И, поэтому, окружающий пейзаж нас не радовал. Погода была прохладная,  дул сильный встречный ветер. Приходилось все время подруливать. «Спасибо» ветру или «электронные мозги» пыжика еще не перестроились на Е10 бензин. Расход был на этом отрезке 8,5 л/100 км. При планировании путешествий я не только заношу все точки в навигатор, но и составляю бумажную шпаргалку: рестораны, парковки, интересные места и т.д. Первый раз я не взял с собой «бумажный носитель» и тут же был «наказан». Примерно на полпути между Стокгольмом и Копенгагеном находиться городок с индейским названием Йёнчёпинг. В другой транскрипции Йонкопинг ( Jonkoping). Заранее я нашел в этом городке ресторан Spira с недорогим ланчем 75 крон (сейчас, когда я пишу этот отчет, обед стоит 90 крон). Я не только забыл занести этот ресторан в навигатор, но и начисто забыл название ресторана. Поэтому мы просто указали город в навигаторе, в надежде, что приедем и на месте разберемся. Город Jönköping находится на берегу большого озера Vättern. Мы долго ехали по восточному берегу, любуясь величественной гладью. Приехали в Jönköping, немного покружили по городу. Увидел надпись Spira на одном из зданий — вот это он. Но, подъехав поближе, мы разглядели вывеску Kulturhuset Spira. Ошибся, подумал я. И в итоге все равно ошибся. Как оказалось, это и был искомый ресторан (по приезду в Ниццу, я посмотрел в закладках на компьютере). Голод не тетка, отправились на поиски другого ресторана. Поколесив по городу, запарковались на улице Klostergatan, увидев супермаркет. Парковка на улице 15 крон/ час. Зашли в супермаркет купили кое-что из продуктов. 1 000 крон я заранее поменял в Петербурге в Райффайзен-банке. Пришлось заказывать, но курс самый выгодный. Затем в соседнем здании увидели кафешку. На вывеске красовалось: буфет — 85 крон. Отличное кафе Kock&Bar — адрес Klostergatan 31. Несколько видов горячего, гарниры, салаты, напитки включены. Вкусно и недорого. С собакой можно пообедать, сев за столики на улице.

Гулять по городу было прохладно, да и город нам не показался особо привлекательным с точки зрения обзора достопримечательностей. И мы сытые покатили дальше. Заехали один раз заправились и выпили кофе. Отдельно нужно сказать о заправках. Все они находятся в стороне от трассы. Мы привыкли, путешествуя по Франции, Италии и Германии, останавливаться на заправках, чтобы  размять ноги, выпить кофе и сходить в туалет. В Швеции заправки располагаются в стороне от дороги, и не всегда хочется съезжать к ним. Стоимость бензина по трассе около 15 шведских крон/литр. По пути в Malmö навигация с нами сыграла злую шутку. По умолчанию навигатор нас привел к паромной переправе в Helsingborg. Сообразили это мы уже в самом Helsingborg, когда нам начали попадаться знаки паромной переправы. Поставили объезд «паромных переправ», развернулись и поехали в сторону Malmö к мосту Эресунн (швед. Öresundsbron).

Мост Эресунн.

Стоимость проезда по мосту  310 DK, можно платить в шведских, датских кронах, фунтах стерлингах и в евро (но сдачу выдают только в кронах). Датские кроны также мы купили заранее в Питере в обменнике на Лиговском переулке 2. Здесь можно поменять любую валюту. Проехали мост, говорят, с воды вид на мост потрясающий. Проезжать сам мост тоже интересно, похож на наш вантовый, только последний участок пролива Зунд (Эресунн) проходит под землей. Вот мы и в Дании. Пейзаж за окном машины не поменялся, только, как по мановению волшебной палочки, исчезли машины со шведскими номерами, а их место заняли датские машины.

Практически сразу за мостом начинается Копенгаген. Въехали в город около шести вечера по местному времени. Планировали погулять по городу, а на следующий день рано утром отправиться дальше. Так как завтрашний участок у нас был самым продолжительным, предстояло проехать 1 000 км. Но вследствие того, что встали рано, гулять сил уже не было. Доехали мы только до «русалочки» (Малката по местному). По дороге остановились около большого пруда (адрес Stockholmsgade 39), чтобы размять ноги и выгулять собаку. Любимое занятие нашего терьера — это гонять уток в парке Победы в Петербурге. Главная задача для него — это поднять уток с земли, а дальше уже дело хозяина. Но хозяин, по его мнению, совсем никудышный. Сколько уток согнал, а хозяин еще ни одной не поймал. На берегу местного пруда разгуливали огромные жирные гуси, крупные утки. Птица была непуганая. Берти, это наша собака, получил большое удовольствие, гоняя этих отъевшихся водоплавающих. Но, как известно, гусь птица наглая и сильная. Один из них, оправившись от испуга, полез на берег расправляться с обидчиком. Расправив крылья, и громко шипя, гусь устремился на нашего пса. Берти такой реакции не ожидал и замер на берегу, глуповато поглядывая на нас. Весь его вид говорил: «А чего это он, я так не играю, это не по правилам». Пришлось дать команду «ко мне», чтобы собака отступила с достоинством.  Мы прошлись еще немного, вдоль второго пруда, где не было живности, и поехали смотреть «малкату». Гугл выдает эти координаты 55.692862,12.599258. Но я ехал по адресу (навигатор знает). Адрес: 19 Langelinie, Havfrue, 2100 København).

Русалочка. Копенгаген.

Рядом с «русалочкой» есть какое-то учреждение с небольшой парковкой. Парковка была полупустой, и мы успешно запарковались. В отличие от парковки возле «русалки» толпился народ, по очереди забираясь поближе к ней. Люди спешили увековечить себя. Забавно. Сделав пару снимков, мы покатили в гостиницу. Гостиница Zleep Hotel Ishoj принадлежит одноименной сети бюджетных гостиниц Zleep Hotel, владеющей несколькими отелями в Копенгагене и окрестностях. Рекламируют, что можно переночевать за 199 крон. Но я нашел только предложение за 299 крон при бронировании за 60 дней.

С бюджетным ночлегом в Скандинавии беда. В Копенгагене гостиницы дорогие. За приличный номер нужно выложить около 100 евро. За 60 евро на booking.com можно найти хостел с общей ванной комнатой. Франция избаловала нас сетевыми отелями, в которых можно получить нормальный номер с душем и Wi-Fi, такие как B&B Hotel или Premier Class, где за 40-50 евро можно отлично выспаться и наутро продолжить путь. В феврале 2012 перед отлетом из Парижа мы остановились в Premier Class Villepinte за 29 евро (номер на двоих). На booking.com мы ничего не нашли более менее приемлемого. Стал я искать на гугл, и «ву а ля», нашлась гостиница с незамысловатым названием Zleep Hotel . Есть отели в самом Копенгагене, но с собакой не принимают, поэтому остановились мы в 20 км от Копенгагена в Zleep Hotel Ishøj номер 299 DK + 100 DK за собаку, бесплатная стоянка. Нашел я еще недорогую сеть BB-Hotels. Рядом с Копенгагеном есть отель BB-Hotel Kastrup находиться рядом с аэропортом. Номера от 480 крон за двухместный номер. Но с собаками нельзя. Есть один большой недостаток — в гостиницах Zleep Hotel с собаками селят в номер для курящих. Выбора не было, мы забронировали номер.

Вид из окна гостиницы.

Гостиница занимает два этажа в многоэтажном доме, на первом — торговый центр, на остальных, похоже, социальное жилье. Дом заселен эмигрантами. Парковка — маленький пятачок перед домом, мы заняли единственное свободное место. Рядом находится большой супермаркет Billa. При заселении с нас еще раз сняли 100 крон за собаку. Спасибо смс-оповещению. Пришлось идти на ресепш доказывать, что с меня при бронировании списали плату и за номер и за собаку. Вернули. Номер большой, чистый, но настолько прокурен, что мы не могли потом несколько дней отделаться от ощущения табака. Спали с открытыми окнами. Сами мы не курим. Переживали за машину, местность подозрительная и неохраняемая стоянка. Но обошлось. И ночью было тихо, никто не гулял. Выспаться удалось.

Пробег за день 686 км.

День 3-й 15 мая (вторник). Копенгаген — Вюрцбург

Заранее нашли в Копенгагене парковки, одна из недорогих (18 крон/час) находится недалеко от Ратушной площади на улице Vesterbrogade 23-27. Но так как времени у нас было не очень много решили покататься по центру города и выйти погулять на ратушной площади, на этом и закончить первое знакомство с городом. Достопримечательности Копенгагена изобилуют памятниками старины, романтическими элементами архитектуры и современными зданиями — плодами усилий современных датских архитекторов. Архитектурный облик исторической центральной части города формировался с ХVI по Х1Х века под влиянием голландского маньеризма, барокко и классицизма. Копенгаген славится своими прекрасными дворцами. Самые известные — дворец Росенборг, Шарлоттенборг и дворцовый комплекс Амалиенборг.  Королевский дворец Амалиенборг (дат. Amalienborg) в Копенгагене является официальной резиденцией и местом проживания датской королевской семьи, к нему то мы и поехали с утра. Машину оставили на улице Frederiksgade. Стоиомсть парковки — 3 ДК/час до 8:00. После 8:00 более дорогой тариф. Прошли вокруг площади, у каждого из четырех зданий, составляющих Амалиенборг, стояло по усатому караулу.

Королевский дворец Амалиенборг. Копенгаген.

Пока мы ходили по кругу, на площадь влетела кавалькада из нескольких машин. Мы подумали, может, король приехал. Один раз в Мадриде мы так случайно наткнулись на короля Испании. Нет, не король, а жалко. Напротив ансамбля Амалиенборг находится церковь Фредерика, также известная как Мраморная церковь (дат. Marmorkirken) — лютеранская церковь, одна из достопримечательностей Копенгагена.

Мраморная церковь (Фредерика). Копенгаген.

Здание имеет самый большой в регионе купол (его окружность составляет 31 метр), который опирается на двенадцать колонн. Далее мы поехали в сторону Розенборг (Rosenborg) — бывшей резиденции датских королей.

Розенборг — бывшая резиденция датских королей. Копенгаген.

Замок спроектировал фламандский архитектор в стиле ренессанс. Открыт для посещения — вход 80 крон. Вокруг замка был разбит Королевский сад, Мы ограничились визуальным осмотром и поехали на ратушную площадь. Парковки  в центре — красная зона — 28 крон в час с 8 утра. Но мы подумали, что час погулять нам хватит, и раскошелились. Мы приехали в 7:40. 20 минут у нас получилось по льготной цене. С трудом найдя свободное место, мы втиснулись на парковку на бульваре Г.Х. Андерсена рядом с пожарной частью, занимающей громадный кусок дорогой городской земли между бульваром и улицей Vester Voldgade.

Улица Vester Voldgade
. Копенгаген.

Во дворе бравые пожарники драили машины. Вся ратушная площадь и близлежащие улицы были перекопаны, мы так и нее смогли найти точку, чтобы сфотографировать  ратушу целиком, мешали заборы.

Ратушная площадь. Копенгаген.

Возле Ратуши расположены необычный фонтан под названием «Бык, раздирающий дракона» и постамент, на котором возвышаются два викинга-трубадура.  Как и предполагали, полчаса нам хватило. Еще успели через решетку поглазеть на парк Тиволи.

Фонтан «Бык, раздирающий дракона». Копенгаген.

Для первого знакомства достаточно. В такие города, как Стокгольм и Копенгаген, лучше приезжать отдельно на несколько дней. Проездом с городом, как следует, не познакомишься, даже если потратить несколько часов, многое останется за кадром.

Парк Тиволи. Копенгаген.

Как было ни жалко, нам нужно было уезжать, впереди 1 000-километровый марш-бросок до немецкого города Вюрцбург —  средневековый город Германии, бывшая резиденция принцев-епископов Вюрцбургских.

Frederiksberggade. Копенгаген.

Поплутав по перекопанным улицам, въехав вслед за автобусом под запрещающий знак, мы с помощью дорожного рабочего, который изъяснялся на хорошем английском, выехали из перекопанного района в сторону выезда из города. Как хорошо, что мы приехали в Копенгаген рано утром, на выезд дорога была пустая, но на въезд стояла громадная пробка. Выехав из Копенгагена, через час мы были у второго грандиозного мостового сооружения Дании — моста Большой Бельт.

Мост Большой Бельт. Дания.

Этот висячий мост в Дании, третий в мире по длине пролёта. Стоимость проезда — 230 датских крон или 32 евро. Если платите в евро, то давайте ровно. Сдача выдается только в датских кронах. Также принимают доллары, фунты стерлинги, норвежские и шведские кроны. Вроде бы Дания маленькая, а до границы с Германией ехали мы еще 200 км.

Поля с люцерной. Дания.

Один раз остановились на заправке: заправились, прогуляли собаку, выпили кофе. Кофе оказался очень приличным. Бензин 95 (Е10) 13 крон/литр. На заправке говорят на английском. Опять незаметно произошла смена декораций. Пейзаж остался тот же, машины с датскими номерами исчезли, а их место заняли машины с немецкими номерами. На дорогах стал преобладать немецкий автопром, стало больше машин с мощными двигателями. Как ни странно, но машины в основном седаны, хетчбеки и универсалы. Кроссоверов на дорогах не так много, не говоря уже о больших джипах. Так мы незаметно доехали до Гамбурга. Город-порт.

Гамбургский порт. Германия.

Портовые краны, контейнеры. За Гамбургом начался дождь, иногда он переходил в сильный ливень. Пообедать остановились на заправке Aral. В предыдущие наши поездки по Германии мы несколько раз обедали в подобных заведениях — почти на всех заправках Aral на трассе есть приличная столовка. На английском женщина за стойкой не понимала, но вcпомня знакомые слова «wien schnitzel» и «putenbrust» —  венский шницель (9 евро с гарниром) и куриная грудка (8 евро с гарниром), мы прекрасно пообедали. Против собаки никто ничего против не имел, и Берти выпросил у меня часть шницеля и отдал должное немецкой столовке.

Автобан. Германия.

За Ганновером опять зарядил дождь, местами он усиливался и переходил в сильный ливень с градом. Но немецкие дороги хорошего качества и чувствуешь себя безопасно даже при плохих погодных условиях. Никакой толкучки и суеты на дороге. Левый ряд практически всегда свободен для движения машин, которые пользуются возможностью «проехаться с ветерком». Основная масса машин едет со скоростью 130 км/ч. «Лихачей» не так уж много. Потихоньку пологая равнина сменилась ярко выраженной холмистостью, мы приближались к Баварии. Дождь закончился, и окружающая картинка, как будто с нею стерли пыль, засияла свежими красками. Низкое небо раздвинулось и унеслось вверх. На горизонте замаячили горы.

Около семи вечера въехали в Вюрцбург. По дороге в гостиницу заехали в гипермаркет «Реал», купили продукты, в том числе баварский сыр и франкофонское вино. Гостиница Etap расплагается на краю этого небольшого города, который лежит на немецкой романтической дороге. Чистый номер, бесплатный Wi-Fi, вежливый персонал. Говорят на английском, утром дежурила русская девушка. Нас  немного покачивало после долгого переезда, мы поели, накормили собаку, погуляли с ней и легли пораньше спать.

Пробег за день 976 км.

День 4-й 16 мая (среда). Вюрцбург — Милан

До Ниццы оставалось 920 км. Но мы никогда не были в Милане. А он лежал на нашем пути, поэтому мы запланировали в нем остановку. Но это впереди, а сейчас наш путь лежал в центр старого Вюрцбурга. Запарковались мы на улице Balthasar-Neumann-Promenade рядом с Вюрцбургской резиденцией, парковка до 9 утра бесплатная.

На улице. Вюрцбург. Германия.

Резиденция епископов является основной достопримечательностью города. С 1922 года в больших залах и в дворцовом саду проходит ежегодный Вюрцбургский праздник Моцарта.

Центр города очень компактный, поэтому нам хватило часа, чтобы прогуляться по полупустым улицам этого очень красивого города.

Вюрцбургская резиденция. Вюрцбург. Германия.

Несмотря на ранее утро, солнце уже припекало, и на небе не было ни одного облачка. Город расположен на берегах реки Майн. Лабиринт из улочек, бюргерских особнячков, барочных построек придает особое очарование этому городу.

Бюргерский особняк. Вюрцбург. Германия.

В 7-ом веке образовано Вюрцбургское епископство, существующее и поныне и оказавшее огромное влияние на историю города. В связи с этим в городе много религиозных построек. Выделяется среди них Вюрцбургский кафедральный собор (он же кафедральный собор Святого Килиана).

Кафедральный собор Святого Килиана. Вюрцбург. Германия.

Пройдя сквозь центр Старого города, мы вышли на берег. Старый майнский мост (нем. Alte Mainbrücke) с фигурами епископов и святых является одним из символов Вюрцбурга. Дойдя до середины моста, мы полюбовались открывшейся панорамой на долину Майна и на крепость Мариенберг, которая находится на другом берегу реки на возвышенности.

Замок Мариенберг и старый майнский мост с фигурами епископов и святых. Вюрцбург.

На этом осмотр города мы завершили, и дальше наш путь лежал в город Линдау на берег Боденского озера. До города три часа мы хотели пообедать и немного погулять по берегу озера. Никакого заведения мы заранее там не нашли, решили, что на месте сориентируемся. Но на подъезде к городу начался сильный ливень.

Австрия совсем рядом. Линдау. Германия.

Проехали мы немного по берегу озера, вода в озере бирюзовая, цветом напоминает море. Как приятно было бы пройтись по берегу и пообедать в одном из кафе, но не судьба. Ливень был такой сильный, что выходить из машины и изучать меню не хотелось. Решили мы обойтись припасенными продуктами. Рядом с Линдау от немецкой границы до городка Hohenems начинается так называемый австрийский коридор. Дорога ведет из Германии в Швейцарию.  По этому коридору можно проехать, купив за 2 евро (проезд в одну сторону, действует 24 часа; туда и обратно 4 евро) «Korridorvignette». Съезжаете с трассы по указателю Hohenems (exit 23). Далее на асфальте есть стрелочки в Австрию и в Швейцарию. Всего протяженность коридора километров 25. Проехав немного после съезда, мы уткнулись в хмурого швейцарского пограничника. На мое Bonjour он молча кивнул головой. Так рассеялось мое заблуждение, что все швейцарцы говорят по-французски. Мы въехали в немецкоязычный кантон Швейцарии. Перейдя на английский, я спросил, где можно купить виньетку. Он указал, опять же без слов на маленькую кафешку и дал знак проезжать. Нужно было запастись франками, при цене за виньетку 40 франков, с нас взяли 37 евро. По текущему кросс-курсу 40 франков =33 евро. Обмен вышел очень негуманный. И обменника нигде рядом не было. Так что в следующий раз запасусь франками.

Швейцария оказалась нелегким испытанием для Пежо. Затяжные подъемы с трудом довались машине. А если еще приходилось притормаживать, то набрать скорость на подъеме было еще труднее. Плюс к этому разреженный на высоте воздух и E-10 бензин с этанолом, на который перешла всю Европа. Двигатель лучше бы отрегулировать под эту марку. И тут дело не только в слабом двигателе, а в коробке-автомат. Коробка постоянно тупит. Не помогает даже переключение в псевдоручной режим.  Пришлось приспосабливаться. На спуске разгонялись, а подъем старались пройти на набранной скорости. Но один подъем был очень длительным, тут я начал завидовать машинам с мощными моторами. Забрались мы на высоту 1 700 м. На обочине дороги лежал снег, температура упала до +3С. На высоте сразу забываешь о любых неприятностях.

Высокогорное шоссе (1 700 м). Швейцария.

Вокруг, насколько хватает глаз, расстилаются горы, ущелья, шумят речки. То с той, то с другой стороны мелькают укрепленные деревеньки, группирующиеся вокруг церквей, больше похожих на крепости. На склонах пасутся овцы, козы. Начинает зеленеть трава, а вершины покрывает снег. Картины величественные, да природой Швейцарию создатель не обидел. А мы сидим как в аквариуме, глазеем на открывающиеся картины, одетые в легкие курточки и кроссовки. Наглядная смена климатических, ландшафтных поясов и растительности. Начали спуск. Если при подъеме на мгновенный расход было страшно смотреть, то сейчас он радует. Цифра колеблется от нуля до трех литров на сотню. Остановились на заправке размять ноги и перекусить. Огромная парковка, ошеломительные пейзажи.

На автозаправке. Швейцария.

Прогулялись сами, дали побегать собаке. Спугнула тройку зайцев, сидевших на окраине парковки. Дальше дорога шла только вниз. Снежные вершины остались позади, их сменили вершины поменьше и покрытые лесом. Зеленые луга заполняли пасущиеся коровы. Температура неуклонно ползла вверх — было уже +20С. Если Скандинавию мы проехали при +13-15С, Германию при +18С, в Швейцарии было холодно, то сейчас мы приближались к Италии. Дорожные указатели тоже, как будто следуя за погодой, поменялись на итальянские. Едем по итальянскому кантону Швейцарии.

У итальянцев как всегда хаос. Приближаемся к границе, дорога сужается до одной полосы. Небольшая пробка на пересечении границы, стоят карабинеры. Выборочно останавливают машины, досматривают. В основном все терпеливо ждут, но то одна, то вторая машина, объехав всех справа, встраивается, поближе к переезду. Смотрю, точно, с итальянскими номерами. Въезжаем в Италию. Температура ползет к 26С. Стало жарко, солнце сияет высоко в небе.

Вот мы и на благодатном юге. Дорога распахивается до четырех полос. В двух левых пробка на скорости по сто км в час. Спешат деловые миланцы. До этого величественного города от границы рукой подать. Во всем мире существуют города, которые всегда стояли особняком от других городов своей страны. Не столица, а культурная столица или еще что-то в этом духе. Такой вот Петербург, в котором я живу, и такой вот Милан. Давно хотел побывать в Милане, не из-за шопинга, а для того чтобы посмотреть город с такой великой историей и не менее великой современности.

Держимся мы правых рядов, едем себе спокойно, никому не мешаем, пусть себе толкаются. Гостиница Idea Hotel Milano San Siro находится на окраине города, недалеко от окружной дороги. Поплутав немного на съезде из-за ремонтных работ, мы подъехали к гостинице, заселились и поехали в центр города. Гостиница на твердую четверку, чистые номера, вежливый персонал, большая парковка, минибар, который мы, как обычно, использовали по назначению. Выгребли хозяйские напитки и поставили свою бутылку охлаждаться до вечера.  Специальная цена на проживание, скорее всего, из-за ее не ахти какого расположения. До города далеко. Район какой-то серенький. Есть шатл до метро, но он ходит редко. А вечером возвращаться в такой местности страшновато. Но для автопутешественников отель в самый раз.

В январе въезд в исторический центр Милана сделали платным с 7:30 до 19:30 по будним дням. Мы решили с оплатой не связываться, а, погуглив, нашли парковку рядом с въездом в старый город по адресу 14 Corso Vercelli. Это даже, оказалась не парковка, а гараж во дворе дома. Гараж на несколько машин, соответственно цена — 5 евро/час за эксклюзив. Мы, сославшись, что это очень дорого, выехали на улицу обратно. Шесть вечера толпы народа запрудили улицы, мест на уличной парковке нет (стоимость 1,2 евро/час). Покружив немного по улицам и отъехав от въезда в центр, мы нашли огромную открытую парковку — стоимость до 19:00 1,2 евро/час, далее бесплатно. Парковка расположена в треугольнике между улицами Via del Burchiello — Via Mario Pagano — Via Giotto (примерные координаты 45.468163,9.15926). Заплатив за час, мы пошли гулять. Перед этим  с трудом отбились от уличных парковщиков ямайской внешности, которые предлагали какие-то пакеты с салфетками, услуги по оплате парковки и еще что-то. Я сделал грозное лицо, собака рявкнула пару раз, и от нас отстали. В таких ситуациях я, всегда делаю вид, что по-английски не понимаю, и начинаю громко говорить на русском, пока отстают. До тех пор пока не выучат русский. Рядом с парковкой есть метро Pagano. Не знаю, пускают ли в миланское метро с собаками. Я писал в управляющую компанию, но ответа не получил.  На Corso Vercelli расположена церковь Santa Maria Delle Grazie (Piazza Santa Maria delle Grazie, 2). В трапезной этого храма находится одна из самых знаменитых фресок в мире — «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Чтобы посмотреть фреску, нужно записываться по телефону заранее, телефон указан на сайте. Не имея возможности записаться, мы решили просто побывать в этом храме. Церковь одна из самых красивых церквей Милана эпохи Возрождения. В 15 веке архитектор Браманте расширил церковь, построив здесь монастырь, где и хранится знаменитая фреска.

Осмотрев церковь, мы отправились в центр Милана. Прокладывая дорогу к Миланскому собору на гугл-картах, мы предполагали от Corso Vercelli дойти до центра минут за сорок, но силы не рассчитали. Прошагав минут тридцать, мы были также далеки от центра, как и в начале. Собака никуда не торопилась, выспавшись за целый день пути, она теперь охотно знакомилась с множеством новых запахов и местными собаками. Поэтому продвигались мы очень медленно. Мы решили немного поменять планы, зашли в кафе, перекусили и вернулись к машине. Время приближалось к половине восьмого — час когда открывается центр города. Район, по которому мы гуляли, не насыщен достопримечательностями и достаточно грязный. По возвращению в гостиницу пришлось вымыть собаку, так юбка (кто знаком с породой — у нас West Highland White Terrier — носит длинную юбку) была пропитана жирной пылью. Еле отмыли. Тем временем въезд в центр города «открыли», и мы проехали по улицам города до соборной площади. Увиденное нам вернуло хорошее настроение — ажурный воздушный собор, окрашенный в нежно-розовый цвет лучами заходящего солнца, красовался посреди площади, невзирая на толпу людей праздно шатающихся под его стенами.

Миланский собор. Милан.

Мягкий свет просвечивал сквозь лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетённых вместе паутиной парящих опор, создавая сказочную атмосферу и ореол таинственности. Никуда больше не хотелось идти, мы прислонились к стене здания напротив собора и простояли полчаса. Есть в готике нечто завораживающее заставляющее оторваться от земли и устремиться ввысь вслед за ажурной конструкцией. В готический собор можно не заходить, они не так красивы внутри, как снаружи. Мы повидали много выдающихся готических соборов: Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Руанский собор, Кельский собор и многие другие, но каждый раз невольно удивляешься, как люди умудрились такое смастерить. Солнце зашло краски потускнели, проехали мы немного по улицам Милана и вернулись в гостиницу.

Пробег за день 650 км.

День 5-й 17 мая (четверг). Милан—Ницца

Встали поздно, позавтракали в гостинице. Завтрак разнообразный и вкусный. Покормили и выгуляли собаку во дворе гостиницы и поехали в Ниццу. От Милана до Ниццы чуть больше 300 км, мы планировали заехать куда-нибудь по дороге погулять и пообедать в Вентимилью или в Ментон, но как лошадь бежит быстрее в стойло, так и мы уже ни о чем думать не могли — быстрее в Ниццу. Которая на ближайшие полтора месяца станет нашим домом.

Франция уже близко. Италия.

Доехали без приключений в час были уже дома. Проезжая мимо Империи, постарались рассмотреть дом на горе, к котором мы в прошлом году провели чудесную неделю. Мысленно помахали рукой радушным хозяевам, которые нас очень хорошо принимали. Фрукты и овощи из своего сада и домашнее оливковое масло. А провожать нас вышли большой семьей, и даже 90-я бабушка приковыляла помахать нам на прощание. Умеют итальянцы быть гостеприимными, этого у них не отнять.

Не успели подъехать к апартаментам в Ницце, как вышла хозяйка. Хозяйка, кроме французского, говорит на английском и на испанском.

Рядом с домом. Холм Симье. Ницца.

Заселились, получили всю необходимую информацию и поехали в супермарше. Ближайший Carrefour находится в ТЦ Nice TNL по адресу 15 Boulevard du Général Louis Delfino. Паркинг 1,5 часа бесплатно, достаточно,  чтобы закупить продукты. С квартирой нам повезло находиться она в престижном районе Симье, недалеко от старого города. Пешком до набережной Quai des États-Unis минут 20. В районе нет такой скученности, как в самом городе, район застроен преимущественно двух-трехэтажными виллами. Проблем с паркингом нет, и парковочные места вдоль улиц бесплатные. Апартаменты: спальня от гостиной отделена раздвижной перегородкой, полностью экипированная американская кухня, большая терраса, прихожая и две кладовки. Стиральная машина, холодильник, утюг, Wi-Fi и кондиционер, его мы оценили, когда стало жарко. Стоимость 1 000 евро/месяц, июль и август — в два раза дороже. Однокурсницы позже рассказывали, что платят за 26 м. квартиру под крышей без кондиционера (очень жарко) 650 евро/месяц + 100 нужно отдать агенту. Поэтому я и написал, что нам повезло.

Подводя итог, могу сказать, что нам путешествие очень понравилось. Несмотря на то, что это было наше первое большое путешествие от дома до дома. Все обошлось без сучка и задоринки, если не считать потерянного ресторана в Швеции, и все, думаю, благодаря жесткому планированию.

Некоторые любят передвигаться в свободном «полете» не бронируют по пути гостиницы и не прокладывают маршрут, но мы предпочитаем определенность. К тому же мы путешествуем с собакой, и не во все гостиницы тебя пустят.

Собака у нас быстро адаптировалась к дороге. Как только мы трогались, она ложилась спать, при замедлении движения вставала и обозревала окрестности. При остановках радостно носилась по прилегающим к заправкам территориям, перекусывала с нами. С удовольствием знакомилась с городами и с их четвероногими обитателями. В кафе и рестораны по дороге нас пускали.

Пробег за день 320 км.

Ницца. 17.05 — 01.07.2012

Я не буду описывать каждый наш день в Ницце, разобью по темам.

Порт. Ницца.

Вид на город с холма Симье. Ницца.

Учеба

Ради этого мы сюда и приехали. Увлекшись Францией, мы решили изучить и французский язык. Жена учила язык в школе, мне пришлось начинать с нуля. До этого мы два года изучали язык во французском институте в Петербурге, и одну неделю проучились в школе L’Alliance française в Париже. Этим летом мы решили совместить наш летний отдых с учебой и выбрали школу L’Alliance française в Ницце. Курс интенсивный, занятия проходят каждый день с 9 до 13:00. Можно начинать с любого понедельника. Школа нам понравилась больше, чем в Париже и, конечно, больше, чем в Петербурге. Занятия с носителями языка да еще в интенсивной форме, сильно отличаются от занятий в Петербурге. Позволяют тебе быстрее начать говорить и понимать по-французски. Группа в школе подобралась интернациональная: русские, китайцы, малайцы, бразильцы, американцы, турки, австралийцы, голландцы, несколько человек из Саудовской Аравии. В общем, всего помаленьку. Вспоминается стих Маршака:
Комнату справа
Снимает китаец,
Комнату слева
Снимает малаец.
Номер над вами
Снимает монгол.
Номер под вами —
Мулат и креол!..

Народ подобрался мотивированный, учится, было интересно и легко. В перерыве все бегали в ближайшую булочную выпить кофе и съесть пирожное. Я еще каждый раз покупал багет, который расточал аромат свежего хлеба в аудитории. Учились мы до часу, дальше шли домой обедать. А после обеда купались или гуляли по городу в зависимости от погоды. А по вечерам делали уроки.

Вид на город с Замкового холма. Ницца

Погода

Вторая половина мая в Ницце была переменная, временами шли дожди. К концу мая установилась хорошая погода в районе 22-26 градусов. В конце июня несколько раз температура прогревалась до 28-30 градусов. Город прокалился. Нас спасал кондиционер. С погодой нам повезло. Те, кто учился и в прошлом году, вспоминали, что с мая установилась очень жаркая погода. Погода позволила нам, не изнывая от жары, познакомиться с Ниццей и окрестностями и вволю накупаться.

Английский променад. Ницца.

Парковки

На Cimiez, где мы жили, парковка бесплатная. Запарковаться можно без проблем. В городе все парковки платные (1,1 час) и даже в июне было тяжело найти свободное парковочное место. Так что лучше передвигаться по городу на общественном транспорте. Есть много подземных парковок, но они недешевы. Парковки компании Interparking-France можно посмотреть на сайте. Кроме Ниццы, есть еще паркинг в Каннах и других городах. Есть парковки городские, их много. На некоторых можно час стоять бесплатно. Например, мы пару раз пользовались парковкой рядом с музеем «Вилла Массена«. На сайте указано, что стоять можно 80 минут, но на деле только час.

Музеи

Музеев в Ницце очень много и почти во все вход бесплатный. Список можно найти на официальном сайте города. Из платных мы посетили музей Шагала (вход 7,5 евро), да и то в бесплатный день (первое воскресенье месяца). В музее собрана наиболее полная коллекция работ Марка Шагала: рисунки, витражи, мозаика, скульптура и, конечно же, живопись. Очень любопытна серия из 17 полотен «Библейского послания», которые написал художник в 1960 гг. будучи под впечатлением от Ветхого Завета. Дополняет экспозицию серия гуашей, тоже на библейскую тему, только созданная лет на 30 раньше. Еще мы сходили в музей вилла Массена, в музей Матисса, в музей фотографии, дворец Ласкари и музей францисканцев. В музее «Вилла Массена» можно осмотреть интерьеры, картины, посвященные Ницце и окрестностям, костюмы, афиши и плакаты. Музей дворец Ласкари, находится в старом городе, выполнен в стиле генуэзского барокко. Интерьеры, фрески, выполненные по мотивам античной мифологии, фламандские гобелены, а также предметы обстановки 17 и 18 столетий. Во дворце также можно осмотреть экспозицию старинных музыкальных инструментов. Музей Анри Матисса расположен в квартале Симье и занимает генуэзский особняк XVII века.

Музей Матисса. Ницца.

В экспозиции представлены работы художника разных периодов: картины, рисунки, ткани, гравюры, скульптуры и некоторые предметы быта, которые некогда принадлежали Матиссу. Всё это он подарил городу в 1953 году. Здесь же выставлена его последняя картина — «Цветы и фрукты». На Симье можно осмотреть античный амфитеатр и античные руины (развалины древнеримских бань) — Musée et Site Archéologiques de Nice-Cimiez. Вход бесплатный.

Археологический музей. Ницца.

И музей францисканцев. Здесь можно получить представление о жизни монахов, в Ницце начиная с XIII в. В экспозиции молитвенники, рукописи на пергаменте, гравюры, картины, скульптуры. Интересна и монастырская церковь Богоматери францисканского монастыря (eglise Notre Dame et le Monastere Franciscain de Cimiez).

Музей
францисканцев. Ницца.

Церковь построена на месте языческого храма, стоявшего здесь ещё в те времена, когда Ницца именовалась Никея. В музее фотографии собрана богатая коллекция старинных фотоаппаратов. И проводятся выставки фотографий.

В городе мы побывали в очень необычной церкви Eglise Sainte-Jeanne d'Arc . Церковь белая, аркообразная. Видимо архитектор отталкивался от фамилии Жанны Д’Aрк. Фрески написаны кубистом Евгением Клименьемым, стены украшены православными иконами и гобеленами с чернокожими персонажами. Мы ходили в воскресенье, службу вел чернокожий священник. Церковь была битком набита. Видимо, необычность внешнего и внутреннего содержания благоприятствует посещению. И в городке Vence мы посетили Chapelle du Rosaire de Vence (вход 4 евро).

Транспорт

Для того чтобы удобнее перемещаться по городу, мы купили месячные проездные билеты. Есть разные тарифы: карта Lignes d'Azur стоит 40,00 € на 31 день — город и пригороды. На сайте есть карта маршрутов и зон. Но мы купили карту Carte Azur 45,00 € на 31 день — город, пригороды и все побережье от Монако до Антиба. В итоге можно было обойтись и более дешевым вариантом. Мы только один раз съездили в Вильфранш-сюр-мер, но туда карта Lignes d'Azur тоже действительна. Междугородние автобусы идут долго. До Канн автобус идет два часа (очень много остановок). На машине можно добраться за 20 минут. По городу мы ездили на общественном транспорте, а загородные поездки совершали на машине. Без билета лучше не ездить, каждый раз была проверка. На остановке заходят 10 дюжих ребят и быстренько проверяют. Общественный транспорт ходит по расписанию, всегда можно подгадать.

Бульвар Jean-Jaures. Ницца.

Бензин Е95 другого нет. Стоит в среднем 1,6 евро. Самый дешевый бензин на заправках при супермаркетах. По 1,41 мы один раз заправились при супермаркете Leclerc (344 CHEMIN DES MOULIERES 06480 LA COLLE SUR LOUP) недалеко от городка Кань-сюр-мер.

Провоз собак

В автобусе. Ницца.

На сайте автобусной компании висит объявление, регламентирующее провоз собак. Небольшую собаку можно провозить в автобусе на поводке, в наморднике и на коленях. Мы возили собаку на поводке, но без намордника. И на колени никто нас не заставлял ее брать. В конце июня в автобусах появилось объявление, что собак можно перевозить только в переносках. Видимо, готовились к сезону.

Собака

Французы любят собак, и охотно общаются с вами. Общий интерес предрасполагает к разговору. А для меня это была бесплатная практика.

Утренняя прогулка, знакомство с Фа и Ля. Холм Симье. Ницца.

С собакой можно гулять везде, где не запрещено. Практически на всех пляжах висят таблички, запрещающие выгул собак, в некоторых парках и скверах также выгул собак запрещен. Если нет таблички, то можно смело гулять.

Английский променад. Ницца.

По утрам мы гуляли рядом с домом, вечером либо ходили гулять в город, либо ходили в местный парк. По вечерам в парке было полно как отдыхающих, так и собачников. Я и моя собака со всеми перезнакомились и весело проводили время.

Везде на улицах висят контейнеры с бесплатными мешочками для уборки за собакой. Парк — Jardin des Arènes de Cimiez, несколько остановок от нас на автобусе или пять минут на машине. В этом же парке расположен музей Матисса, арена Симье (древнеримские развалины), Jardin du Monastère de Cimiez и сам Monastère de Cimiez.

В порту. Ницца.

Везде мы побывали очень интересно и познавательно. В парке проводятся различные фестивали и мероприятия. Сразу по приезду мы попали на Оксита́нский фестиваль, послушали песни на оксита́нском языке, посмотрели оксита́нские танцы и попробовали настоящую Сокку (с черным перцем, как полагается).

Питание

Питались мы, в основном дома. Хлеб покупали каждый день свежий в маленьких булочных. Там же покупали разную выпечку. По субботам ездили в Carrefour в ТЦ Nice TNL по адресу: 15 Boulevard du Général Louis Delfino. Паркинг 1,5 часа бесплатно, достаточно, чтобы закупить продукты. Свежие морепродукты, рыба, овощи, фрукты, вина. Раз в неделю ходили в старый город в мясную лавку Saint-FrançoisBoucherie по адресу: 13 Place Saint-François.

Площадь  Saint-François. На углу находиться одноименная мясная лавка. Ницца.

Большой выбор мяса и недорого. В ассортименте и свежая телятина, и свежая телячья печенка, и говядина, не говоря уже про свинину. Самая дорогое мясо — телячья печенка — 13 евро/кг. Говядина от 5 евро/кг, телятина от 8 евро/кг. Бюджетно можно питаться курой-гриль — 3,5 евро/тушка (среднего размера). Цены на продовольствие не намного отличаются от питерских. В Ницце цены на одном уровне с парижскими, и немного повыше, чем в других регионах Франции.

Из ресторанов хочу порекомендовать только тот, в который мы не попали. Ресторан «Chez Palmyre» в старом городе, расположен по адресу 5 Rue Droite. Нашли мы его на сайте http://www.cityvox.fr/restaurants_nice/chez-palmyre_19209/Profil-Lieu, которым пользуемся для поиска ресторанов разных городах Франции.

Ресторан Chez Palmyre . Старый город. Ницца.

Есть много правдивых отзывов. Еще ни разу мы не пожалели о нашем выборе, сделанным с помощью этого сайта. Искали мы ресторан с местной кухней, чтобы сходить на мой день рождения. Отзывы были положительные, и мы решили пойти на разведку. Маленькая улочка в старом городе, ресторан на 6-7 столиков, тюль на дверях. Меню — 15 евро на человека без спиртного: закуска, основное блюдо, десерт. Меню и ресторан мне напомнил рассказы Питера Мейла о Провансе. Он много писал о подобных заведениях, в которых обильно и вкусно кормят местных жителей. В одно из таких заведений, которые он описал, мы не попали в прошлом году — Auberge de la Mole в городке La Mole по адресу Place de l'Église 83310 La Mole. Ехали из Сан-Тропе в Каркеран и хотели поужинать. Все забронировано, — вежливо ответили нам на вопрос можно ли покушать. Обязательно пойдем в «Chez Palmyre», подумал я. В отзывах было написано, что нужно заранее забронировать столик. Мы хотели зайти заранее и заказать столик на вечер, но как-то не получилось. Принарядившись, к семи часам вечера мы пришли в ресторан. Неясное беспокойство меня не покидало с утра. Но я себя успокаивал, не сезон еще. На наш вопрос, можно ли покушать, официант вежливо осведомился: «Вы заказывали?». «Нет» ответил мы. «Сожалею, но все столики забронированы». В ресторане был занят один столик. На наш молчаливый взгляд, официант ответил: «Придут позже». Мы решили не сдаваться: «А на завтра можно забронировать?» — спросили мы. «Сожалею, но можно забронировать только на понедельник», —  ответил нам официант. Дело было в среду. Сожалею, что мы так и не выбрались поужинать в этом ресторане. Все время останавливало то, что нужно заказывать за несколько дней вперед.

Пляжи

Coco Beach. Ницца.

С конца мая установилась хорошая погода, и мы почти каждый день купались. В будние дни после обеда ходили на городской пляж, а по выходным ездили на Cap-Ferrat (Cap-Ferrat) маленькая деревушка на одноименном полуострове, ничем непримечательная, но в бухте швартуются шикарные яхты, на которые можно поглазеть.

Вид на бухту. Cap-Ferrat

И здесь же находиться знаменитая вилла Villa Ephrussi de Rothschild, которую стоит посетить. Здесь же на Cap-Ferrat, когда мы, накупавшись, садились в машину, нас обступили местные мальчишки. «Вы русские? — спросили они». «Да», — ответил я.

Пляж. St.Jean-Cap-Ferat.

В глазах у них читалось восхищение. Чему они восхищались, я не спросил. Вряд ли они знают, насколько далека Россия. Наверное, наслышаны про каких-то русских наводнивших лазурный берег.

Начали мы с ближайшего к нам пляжа напротив отеля Le Méridien Nice. Многие жалуются, что вода в черте города грязная. В сезон возможно, но в мае и июне вода была чистая. После дождей и небольших волнений к берегу прибивало водоросли, щепки и другой мусор. Но тут же появлялись небольшие катера-уборщики и собирали весь мусор. До конца нашего отдыха народу было немного и лежать на пляже было комфортно. В этой части города на пляжах очень крупная галька. Кто не знает, в Ницце нет песчаных пляжей. Мы решили поискать пляж получше и переместились на запад, ближе к отелю «Негреско».

Пляж Флорида на английской набережной. Ницца.

На этом пляже галька более мелкая. Наши знакомые рассказывали нам про пляжи в окрестностях Ниццы — с песком и не такие многолюдные. Съездили мы один раз на пляж в Вильфранш-сюр-мер. Пляж большой, песчаный, вытянулся вдоль бухты, но он нам не понравился. Много народу, большинство с детьми, так как пляж мелкий. Парковка платная. Подумал я, что на Кап Ферра должны быть уютные бухточки, погуглил и нашел сайт с описанием всех пляжей от Марселя до Ментоны — PlagesMed.fr. Выбрали пляж недалеко от порта и практически все выходные проводили там. Крупный песок, душ, вид на яхты, горы. Прозрачная вода, я нырял в маске, осьминоги, рыбки и другая морская живность. Рядом есть парковка — 1 евро в час. Но мы оставляли машину бесплатно, чуть выше пляжа, на Avenue Denis Semeria. Утром нам всегда удавалось найти там место. В сети я еще нашел описание пляжа со странным названием Coco Beach.

Пляж Коко Бич. Ницца.

Нам там настолько понравилось, что мы даже перестали ездить на Cap-Ferrat, несмотря на то, что пляж маленький каменистый. Народу всегда много. Глубина начинается сразу, вода чистая, много рыб. Местные мальчишки прыгают со скал в море. Красота. Мне, почему то это место напомнило Гурзуф. Парковка вдоль Boulevard Franck Pilatte бесплатная. Находиться пляж недалеко от порта. Тот, кто живет в старом городе, добраться может пешком. Остальные общественным транспортом.

Мероприятия

Ницца — большой курортный город и любой может найти здесь развлечения по вкусу. Музеи и выставочные залы, дискотеки и кинотеатры, концерты и различные шоу. А так же каждую неделю устраиваются какие-нибудь праздники или мероприятия. Не нашел развлечения в Ницце — можно поехать в Канны, Монако или еще куда-нибудь.

Окситанский фестиваль

19 мая, через два дня после нашего прибытия в Ниццы, мы пошли гулять в парк Jardin des Arènes de Cimiez и попали на окситанский фестиваль. Подошли к парку, толпа народу, песни, пляски.

Сад Арен де Симье. Ницца.

Вошли, влились в толпу, послушали. Музыка и слова красивые, по звучанию напоминают смесь итальянского и кельтского. Спросили на каком языке поют — на оскитанском. Много с детьми и молодежи. Приятно, когда люди любят и сохраняют свою культуру. Дядьки все больше похожи на байкеров — татуировки, пиво.

Сад Арен де Симье. Сокка. Ницца.

Но пьяных нет. Тут же жарят и продают сокку (socca) — местный специалитет. Что-то наподобие лепешки. Все, даже дети, обмакивали лепешки в черный перец и уплетали. Мы тоже съели по лепешке, очень вкусно. Покупали потом в старом городе — отличается как небо от земли.

Каннский фестиваль

Быть во время Каннского фестиваля рядом и не съездить — было бы непростительной ошибкой. 20 мая, на следующий день после окситанского фестиваля, мы отправились в Канны. Нашли заранее парковку. Но в воскресенье на улице можно было стоять бесплатно. И мы оставили машину на улице Boulevard Alexandre III выходящей на набережную Круазет.

Бульвар Круазет. Канны.

Вначале показалось, что остановились довольно далеко от «светской жизни». Пройдя метров двести, подошли к гостинице Martinez, где живут звезды. Вход был густо облеплен зеваками. Чем ближе подходили ко дворцу фестивалей, тем многолюднее становилось. По набережной прогуливались отдыхающие, мимо них рысцой пробегали журналисты, телеведущие, фотографы и другие участники фестиваля. Их можно было отличить по фирменным бейджам и надменным лицам. Такое всегда бывает, когда ты причастен к чему-либо, что не доступно остальным. Напротив дворца расположились павильоны различных стран, в их числе и белорусский, но нашего не было. На импровизированной фотовыставке можно было посмотреть фотографии звезд и приобрести их. К разным подъездам дворца фестивалей стояли очереди на премьерные показы.

Перед премьерой фильма «Любовь». Канны.

Нас несколько раз спросили, нет ли лишнего билетика. Вдоволь нагулявшись, так и не встретив никого из звезд (по правде сказать, такой цели у нас не было), мы вернулись к машине и поехали домой.

Праздник ослов

На следующее воскресенье, соблазнившись афишей, мы поехали в деревеньку Les adrets de l'Esterel на праздник ослов (Féte de l'âne). По заявлению устроителей в деревне самое большое поголовье ослов во всей Европе — 65 особей. Деревня находится в горном массиве Эстерель (Massif de l’Estérel). По рассказам мы знали, что массив вулканического происхождения и горы имеют красноватый оттенок.

Это-то мы и хотели увидеть, кроме посещения ослиного праздника. На праздник мы приехали к началу торжественной процессии. Жители в национальных костюмах с флагами, с дудками под барабанный бой прошествовали по центру деревни.

Торжественная процессия. Les adrets de l'Esterel.

Дальше началось катание детей на ослах, мастер-классы по стрижке и подковыванию ослов. Демонстрация взрослых особей и детенышей. Наша собака от обилия незнакомых запахов чуть не одурела, радовалась вместе с нами, пыталась залезть в клетку и поближе познакомиться с ее обитателями.

Ослы
. Les adrets de l'Esterel.

В конце концов, начала жаться к ногам, видимо, инстинктивно понимала, что если такой осел двинет копытом, то ей несдобровать. Тут же можно было купить прованского вина, оливкового масла, сыра, меда, лаванды и других местных товаров. Обойдя несколько раз вольеры с ослами, мы подумали, что нам хватит. И поехали в сам массив. Выбрали по навигатору самую высокую точку — Mont Vinaigre (618 м). По прямой, навигатор показал расстояние в полкилометра, ехали мы до подножия сорок минут. Горы действительно красноватого оттенка, покрытые низкорослым кустарником, ничего фантастического. Дорогу нам перегородил шлагбаум. Дальше можно только пешком, сообщила нам надпись на нем. Лезть в гору по жаре нам не захотелось, и мы поехали домой. В Massif de l’Estérel мы еще вернулись, когда решили съездить из Ниццы в Фрежюс и поехали по берегу моря по La corniche d'Or, по-другому corniche de l’Estérel. Здешние виды полностью оправдали свою фантастическую славу. Картина сюрреалистическая, как в детской сказке в черном черном городе… — здесь только в красном. Все вокруг было красное, и даже вода в море. К этому я еще вернусь.

Итальянская неделя

В центре Ниццы находиться сквер — Jardins Albert 1er, в нем устраиваются различные мероприятия. Увидев объявление об итальянских днях, мы решили сходить. На днях были представлены соседние с Ниццей регионы Италии: Лигурия и Пьемонт. По периметру сквера были раскинуты павильоны с разной итальянской всячиной. На входе всех встречали груды сушеных белых грибов, дальше шли павильоны с сыром: Моцарелла, Проволоне, Пекорино, Грана Падана и Пармиджано-Реджано, колбасные павильоны, павильоны с медом, вареньем, домашней выпечкой, пастой, равиолями, вином и, конечно же, трюфелями. Играла музыка, можно было пробовать все, что было выложено на прилавках.

Сыры. Итальянская неделя. Ницца.

Народ активно пробовал и покупал. Была веселая праздничная атмосфера. Мы в итоге попробовали разных сортов сыра и ветчины, запили все это вкуснейшим Просе́кко (Prosecco). Наша собака тоже была очень довольна, везде валялись обрезки сыра и колбасы, и она дегустировала итальянские деликатесы. Пару раз пришлось ее за хвост вытаскивать из-под стола, где она, видимо, отведала сырных и колбасных запасов. Накупили мы сыра и ветчины, раскошелились на трюфели и довольные вернулись домой. В супермаркете, по правде сказать, все это есть, и стоит немного дешевле. Но сам процесс — стоит того.

Книжная неделя

Через неделю в Jardins Albert 1er открылась книжная неделя. Те же павильоны, так же много народу. Книг разных и всяких представлено великое множество. И почти за каждым прилавком сидел автор, и с удовольствием подписывал книги и общался с покупателями. В одном павильоне расположился питерский дом книги. Предлагали книги на русском и на французском. Мы ничего не купили, но потолкались и получили удовольствие.

Ironman

Самым грандиозным событием было — соревнование по триатлону Ironman. Триатло́н — вид спорта, включающий в себя три вида спортивных состязаний: плавание, велогонку и бег по шоссе. Соревнования в Ницце прошли 24 июня 2012. Железные люди проплыли 2,4 мили (1 миля = 1,609344 км); проехали на велосипеде 112 миль и пробежали 26.2 миль. Город за неделю начал готовиться к событию, перегородили английскую набережную, построили павильоны, огородили пляж. С середины недели в городе появилось больше полиции, чем обычно. Замелькали везде спонсорские плакаты. А в воскресенье количество народу в Ницце удвоилось или утроилось. Зрелище незабываемое, все куда-то передвигаются, бегут, плывут. Но за хаосом прослеживается четкая организация соревнований. Участников было более двух с половиной тысяч. От мала до велика. Соревнования прошли без сучка и задоринки. Запомнилась мне следующая сцена: мужчина в возрасте не спеша финиширует, рядом обняв его, бежит плачущая дочь. Действительно, железные люди. Мне все марафонцы кажутся героями. А здесь люди кроме марафонской дистанции, проезжают еще на велике 180 км и плывут почти 4 км.

Поездки

Почти каждое воскресенье мы делали вылазки в близлежащие городки. Поездку в Канны я уже описал. Еще мы осмотрели Villefranche-sur-Mer, Antibes, St-Paul-de-Vence, Vence, Tourrettes-sur-Loup, Frejus, Cagnes sur Mer, Peillon, Roquebrune-Cap-Martin и Menton.

Villefranche-sur-Mer

Это был первый и последний город, в который мы приехали на общественном транспорте. От центра Ниццы можно добраться на автобусе 82 (конечная остановка в EZE) или на автобусе 100 (Nice—Monaco—Menton). Автобусы ходят довольно часто, но лучше воспользоваться маршрутом 82, так в Монако и Ментону едет всегда много народу.

Villefranche-sur-Mer.

Ближе к нам была остановка JC Bermond, приехал автобус №100, мы погрузились в автобус и поехали. Так как это была конечная остановка, нам удалось сесть, собаку мы взяли на руки. Через минут тридцать мы вышли на остановке Оазис, это в центре города. Напротив остановки — офис по туризму, где мы взяли план. И пошли гулять по городу. Над рейдом у входа в бухты возвышается цитадель Святого Эльма, окруженная широкими котлованами, выдолбленными в камнях. Здесь сейчас располагается музей, муниципалитет, кинотеатр и концертный зал. В музей мы не пошли, прогулялись по периметру и через концертный зал спустились вниз к морю, миновав памятную доску с указанием того, что мы находимся перед бухтой Орлова. Так как именно здесь впервые высадилась русская эскадра под предводительством графа Орлова. Дальше мы прошли по набережной через город к местному пляжу. Как я уже отмечал выше, пляж оказался мелковатый и нам он не очень понравился. На набережной находится часовня св. Петра (часовня Кокто), построенная в XIV веке Романская часовня св. Петра была отреставрирована Кокто в 1956-1957 гг. Фрески Кокто, покрывающие внутренние своды, посвящены житию апостола — покровителя рыбаков, но также изображают и средиземноморские сцены, в частности девушек Вильфранша. Начал накрапывать дождь и мы поспешили наверх. Через традиционно крутые улочки старого города, где можно увидеть типичные средиземноморские фасады теплых тонов, мы вышли в центр к остановке. Подошел сотый автобус, битком набитый туристами, возвращающимися с осмотра Монако и Ментоны. Мы еле втиснулись, собака легла мне на ноги и через минут сорок мы были в центре Ниццы. Вышли на площади Гарибальди и пешком вернулись домой. Город очень милый и уютный, но в сезон здесь слишком много народа. Как в прочем и везде.

Antibes

Следующим городом, который мы посетили, стал Antibes. На навигаторе поставили объезд платных дорог и приехали в Antibes по местной дороге. Добрались быстро, так как по случаю воскресенья дороги были полупустыми.

Церковь Нотр-Дам де ла Гаруп. Антибы.

Первым делом мы поднялись на холм Гаруп, который находится в 10 минутах езды на машине от его центра, на вершине поросшего соснами расположена церковь Нотр-Дам де ла Гаруп (Notre Dame de la Garoupe) мало посещаема туристами. Церковь Нотр-Дам де ла Гаруп — небольшая и не привлекательная снаружи. Изнутри церковь Нотр-Дам де ла Гаруп больше похожа на музей. Сюда несколько веков моряки и местные жители рисунки, картины, модели кораблей, обращаясь за помощью к Богоматери или выражая благодарность за свое спасение. Здесь же хранятся предметы, вывезенные из Севастополя в Крымскую войну, в которой, как известно, основным противником. Церковь разделена на два неравных нефа, посвященных Богоматери. Главный неф — это самостоятельная капелла Нотр-Дам де ла Гард (Chapelle Notre Dame de La Garde), названную в честь Богоматери — покровительницы Антиб. Рядом находится самый мощный на юге Франции маяк. Со смотровой площадки открывает великолепный вид на Антибы, Канны, Ниццу. А в хорошую погоду можно увидеть вершины Альп. Дальше мы спустились в центр. Немного поискали парковку, но в итоге запарковались в старом городе напротив провансальского рынка на Cours Masséna.

Провансальский рынок на Cours Massén. Антибы.

Воскресенье парковка — бесплатная. Вначале мы через арку вышли к порту, прошли по пирсу полюбовались шикарными яхтами. Затем понаблюдали за игрой в петанк. Видимо, проходило какое-то соревнование, так как было очень много разных экипированных команд. Соревнования проводились сразу на шести площадках. Накал страстей ощущался нешуточный, может быть, на кону стояла одна из шикарных яхт. Я несколько раз играл с французами в петанк, игроки вели себя вежливо, но иногда страсти накалялись, и, мне казалось, что еще чуть-чуть и участники подерутся. Но все заканчивалось мирно.

Далее мы по набережной прошли до музея Пикассо. Под стеной ютятся два песчаных маленьких пляжа. Видимо, в сезон большинство купается за городом, так как такие пляжи не способны вместить всех желающих. В музей мы не пошли, так как видели много работ Пикассо в Санкт-Петербурге на недавно проходившей выставке из коллекции парижского музея. И, очень много, и, на мой взгляд, лучшие его работы посмотрели в мадридском музее Королевы Софии. Мимо музея и кафедрального собора Антиба мы вышли к провансальскому рынку. По Rue de la République прошли на торговую площадь, купили несколько саше с лавандой, съели вкуснейшее мороженное. Прошли старый город насквозь. Возвращаясь обратно, встретили французов с вестиком (у нас собака такая). Поболтали о прелестях данной породы, собаки весело поиграли, и мы вернулись на парковку. До Villeneuve-Loubet ехали берегом до него от Antibes тянуться полудикие пляжи. Далее выскочили на дорогу, идущую параллельно автостраде La Provençale, и через тридцать минут были дома.

St-Paul-de-Vence, Vence, Tourrettes-sur-Loup

Очередную вылазку мы сделали в эти три городка, которые находятся рядом. St-Paul-de-Vence, один из средневековых городков, которых множество по Франции. Узкие улочки, древние дома, часть из них отреставрирована, часть нет. Большинство отдано под сувенирные лавочки и картинные галереи. Мне показалось, что это участь всех древних городков, так как жить там неудобно. Вот и приспособили под туристов. Благо сюда их возят целыми автобусами. Отличается Сен-Поль-де-Ванс от подобных городов тем, что в 20-е годы XX столетия его облюбовали для себя художники из Парижа. Синьяк, Боннар, Утрилло, Модильяни. А за ними сюда зачастили и другие. Еще здесь расположен музей Fondation Maeght.

St-Paul-de-Vence.

В Vence находится Часовня Розер или La Chapelle Matisse. Часовня спроектирована и построена Матиссом. Внутри стены часовни покрыты графическими рисунками (на библейские сюжеты: святое семейство, крестный путь и т.д.), выполненными чёрной краской по белой керамической плитке, облицовывающей стены. Также Матиссом были также изготовлены цветные витражи, каменный алтарь и бронзовый крест и сделаны эскизы богослужебных облачений различных цветов. Везде нам понравилось, все было любопытно.

Tourrettes-sur-Loup

Tourrettes-sur-Loup нам понравился больше чем St-Paul-de-Vence. Тот же средневековый колорит, почти такая же планировка и застройка. Но народу нет. Нам сюда порекомендовала съездить наша учительница французского. Можно в тишине походить, посмотреть спокойно. От Ниццы до Tourrettes-sur-Loup около часа.

Roquebrune-Cap-Martin и Menton

От Ниццы до Menton около часа езды — 30 км. Но это уже точно не Франция — Италия. В одном из магазинчиков, поторговавшись, мы приобрели сувениры. Продавец нам скинул цену до 20 евро и сказал Va bene, вместо привычного французского d'accord или интернационального ОК.

Roquebrune-Cap-Martin — это два разных города. Cap-Martin курортный поселок на берегу, а Roquebrune укрепленный город на горе. Кто едет по навигатору (Garmin у нас), то девайс знает только Roquebrune-Cap-Martin и привозит в курортный поселок. Нужно не доезжаю до него (если вы едете из Ниццы) уйти влево по указателям Château Médieval de Roquebrune. Вот примерный адрес парковки (бесплатно) рядом со старым городом — 12-14 Avenue Raymond Poincaré (43.765329,7.457846).

Roquebrune-Cap-Martin.

Старый замок (вход 5 евро), кафешки с видом на море, тысячелетняя олива, «старый фонд». Тихо и никого. Кроме нас и еще тройка туристов гуляла. Прошлись мы по узким улочкам, выпили кофе и поехали в Menton. Город розовый — чисто Италия. Проехали мы по набережной — очень красиво. Покрутились в поисках парковки и поставили машину на подземный parking Q-Park Hôtel de Ville. Центр города, рядом с мэрией, час — 1,4 евро. Первым делом побежали есть мороженое, которым славится Menton. Здесь делают настоящий итальянский сорбет. Набрали мы по несколько булей (шары).

Menton.

Я взял cassis (черная смородина), pamplemousse (грейпфрут) и melon (дыню). Очень вкусно. Что интересно, в одни мороженицы стоит очередь, а в другие нет. Мы подумали, что люди знают, где вкуснее, и пристроились в быстродвижущуюся очередь. Может быть, конечно, срабатывает эффект толпы, но было приятно думать первое. По улочкам старого города бродили толпы. Кафешки были забиты под завязку. В Соборе Святого Архангела Михаила шло венчание, дождались мы выхода молодых, поглазели. Дальше полезли в гору по указателям — «Старый замок», но на месте замка находиться русское кладбище. Полюбовались видами сверху, спустились вниз, прошли по набережной, посидели на лавочке. Мы сидели во Франции в итальянском городе и впереди, поддернутый дымкой, был виден итальянский берег. Город на нас подействовал умиротворяющее и вечер мы закончили бутылкой шампанского.

Frejus

Во Frejus поехали по La corniche d'Or. По берегу дорога без остановок 1.5 часа (75 км), обратно по автотрассе 50 минут 64 км. Мы доехали до Mandelieu-la-Napoule по трассе дальше свернули на берег в направлении Theoule sur Mer. Theoule sur Mer — красивый средневековый городок и морской курорт. Красивые пейзажи Теуля живописно дополняют предгорья массива Эстрель (Corniche de l'Esterel), состоящего из огненно-красных скал, которые опускаются в бирюзовые воды моря. Но вблизи берега море тоже красное. Картина получается сюрреалистическая. Красные скалы, красные камни, красные дома, красная вода и люди, лежащие на красных камнях, тоже красные. Итак, тридцать километров до Фрежюса. В гордке Theoule sur Mer находится вилла знаменитого французского Кутюрье Пьера Кардена — Palais Bulles — тоже красная.

Corniche de l'Esterel.

Выехали из Ниццы после обеда до Frejus доехали к семи вечера. Много останавливались, фотографировали, гуляли по берегу. Пока не устали от красного. По дороге проехали малоинтересный курортный город Saint-Raphaël. Фрежюс построили еще древние римляне и поэтому здесь есть древнеримские укрепления, амфитеатр и акведук, но все лежит в руинах. На въезде в старый город мы увидели указатели на паркинг и приехали по ним на улицу Rue Joseph Aubenas, где и запарковались (паркинг бесплатный). Frejus нас встретил пустыми улицами, такое впечатление, что народ весь куда-то уехал. Рестораны пустые, официанты смотрят на нас с надеждой. Прошлись мы улицам старого города, полюбовались кафедральным собором. Здание было построено ещё в V веке Леонтием Фрежюсским, собор считается одним из древнейших христианских строений не только Прованса, но и всей Франции. День у нас получился сюрреалистическим. Красная дорога по La corniche d'Or и пустой Фрежюс. Нагруженные такими впечатлениями мы вернулись домой. Бутылочка охлажденного розового Tavel пришлась кстати. И мы остудили переполненные образами головы.

Cagnes sur Mer

В двадцатых числах прилетел в Ниццу наш сын, сдав экзамены в институте. В Cagnes sur Mer мы уже поехали вчетвером. Не забывайте, что во всех поездках нас сопровождала наш пес Бертран (west highland white terrier). Как я уже писал, он привык путешествовать. Как только мы садились в машину, он засыпал, как только останавливались, он вставал и бежал навстречу новым приключениям. Мы осматривали достопримечательности, Бертран знакомился с местными собаками. Один раз во время такой прогулки с ним приключилась история. В 2010 году мы путешествовали по Нормандии. Дело было в Онфлеру (Honfleur) из дома с табличкой «chien gentil» (добрая собака) выскочила маленькая лохматая собачонка и сразу вцепилась Берти в загривок.

Но я отвлекся. Cagnes sur Mer состоит из современного центра и двух районов — «Верхний Кань» и «Каньский крест». Верхний Кань расположен за центром, ближе к Альпам, на холме. Здесь стоит замок Гримальди (построен в XIII—XIV веках), перед ним замковая площадь и средневековая церковь Сент-Пьер. Перед которой пенсионеры играют в петанк. Район изобилует узкими переулками, старинными зданиями. После нескольких таких средневековых городков, все начинает казаться вторичным — узкие улочки, галереи, кафешки и т.д. Но плюс в том, что этот город находится рядом с Ниццей. И до него можно добраться на автобусе. Можно посетить Cagnes sur Mer и пропустить остальные. Но в любом случае городок приятный и нет толп туристов, в  как St-Paul-de-Vence. От Ниццы 20 минут или 12 км на машине.

Peillon

В очередное воскресенье наша четверка отправилась в городок Peillon, опять же по совету нашей учительницы французского. От Ниццы до Peillon 30 минут и 20 км. Из всех укрепленных средневековых городов Peillon нам понравился больше всех. Город немного похож на Eze, в котором мы были в пошлом году. Эз находиться между Ниццой и Монако. В него возят туристов автобусами, и поэтому там не протолкнуться. В Peillon нас порадовала тишина и спокойствие. Можно было спокойно бродить по узким мостовым, рассматривая старые постройки. Город расположен на макушке горы.

Peillon.

Все улицы закручиваются вверх по спирали, и дорога к городу вьется по горе узким серпантином. Местами нужно так резко повернуть под острым углом, что дух захватывает. Еле втиснулись мы на узком пятачке парковке перед входом в город. Пообщались с пожилой парой, которая увидев русские номера, решила с нами поговорить. Населения в городе чуть больше 1 000 человек. Поднялись мы по спирали наверх города. Наверху — небольшая смотровая площадка, с которой открывается восхитительный вид на окрестности. Конец июня, солнце припекало. Поэтому долго на площадке не посидишь, начали спускаться. Берти прогнал кота, который нежился на солнышке. Прошли еще немного. Сразу на границе укрепленного города начинается оливковый сад, и здесь начинаются несколько пеших маршрутов. Среди деревьев — питьевой фонтанчик, рядок с которым можно немного освежиться.

Возвращение

Быстро пролетели полтора месяца. Мы хорошо отдохнули, загорели, подтянули французский. Пора собираться в обратную дорогу. В Ницце весь июнь стояла комфортная погода, не более +26С. Совсем другая картина была в соседней Италии. Центральные районы раскалились до +40С. Это нас и беспокоило. На обратном пути мы хотели заехать в Венецию, показать ее сыну.

Я проверил масло, подкачал шины. Съездили в супермаркет, закупили продуктов в дорогу. 1 июля в 10 утра, попрощавшись с хозяйкой, выехали в Миры.

Общий пробег по Ницце и окрестностям 1076 км.

Ницца—Мира. День 1-й, 1 июля (воскресенье)

Миры — небольшой городок недалеко от Венеции, где мы забронировали гостиницу — Alloggi Marin (Мира) — 70 евро, номер на троих (с завтраком). За собаку денег не взяли. Гостиница — жилой двухэтажный дом, в котором живут хозяева на втором этаже, а на первом — три комнаты под гостиницу.

Вот так мы и ехали обратно. Мы, поочередно, за рулем. Бертран на капитанском мостике.

Из Ниццы выезжаешь на трассу и буквально через полчаса, ты уже в Италии. На Итальянской Ривьере погода была такая же, как в Ницце —  +26С, но как только мы свернули в сторону от моря, столбик термометра пополз вверх. Температура постепенно поднялась до +38С. Проехав часа три, мы решили остановиться на заправке и перекусить. Выйдя из машины, сразу сели обратно. Жарко. В салоне работал кондиционер. На заправке нет ни кустика, ни навеса. Поехали дальше. Через часик остановились еще на одной заправке. Запарковались в тени здания. Вышли. Жарко даже в тени. Сходили, размяли ноги, съели по персику. Хотели пообедать, но на такой жаре есть расхотелось. До гостиницы добрались без приключений. Свернули вниз с дороги (про этот съезд прочитали в отзывах на букинге) не сразу поняли, какой дом — отель. Из одного вышла хозяйка и на вопрос Hotel, кивнула на соседний дом. Позвонили, нам сразу открыли ворота и показали где запарковаться. Владеет гостиницей приятная пара. Провели нас в номер. Устроились, приняли душ. С нами путешествовал холодильник Campingaz, первый день жары он выдержал. Продукты перегрузили в минибар, выгрузив хозяйские напитки. Покушали и поехали в Венецию. Собаку оставили в номере, так как по такой жаре ей тяжело гулять в такой шубе. Собака наелась и довольная завалилась спать на прохладном каменном полу в номере с кондиционером.

По дороге в Венецию нас остановили карабинеры. Это был первый случай, когда нас остановила полиция, за все годы автопутешествий. На мое «Бонжорно» кивнули, знаками попросили заглушить двигатель. «Холидей» осведомился один из них. «Си, си» — закивали мы. Проверили документы (я показал только российские права). «Все в порядке? проезжайте». Тот, который все время стоял в стороне, вооруженный автоматом, перекрыл дорогу, дал нам отъехать. Около семи мы были уже в Венеции. Машину оставили на парковке Venezia Tronchetto Parking. Тарифы жесткие. За шестой час и последующие часы парковки нужно платить по 21 евро. Спокойно гулять можно первые пять часов.

Тарифы:

• For the first two hours whole hours or part = 3,00€/h
  • From 3 hour to 5 hour whole hours or part = 4,00€/h
  • From 6° hour up to 24 hours= 21,00€
  • For each subsequent 24 hours or part = 21,00€

Большой канал. Венеция.

Дальше сели на Vaporetto (остановка недалеко от паркинга) заняли лучшие места на носу и с удовольствием насладились видами дворцов по берегам большого канала. Доехали до площади Сан-Марко и пошли гулять. На воде было приятно прохладно, но как только сошли на берег, сразу покрылись липким потом. Дневная жара в 40 градусов раскалила Венецию. Город, исторгнув из себя толпы туристов, остывал, над мостовой дрожало марево, мусорные бачки были забиты пустыми бутылками. Представляю, что здесь творилось днем. Мы с женой три года назад провели в Венеции целую неделю. Теперь шли, вспоминали то приятное время.

Для сына провели небольшую обзорную экскурсию: площадь San Marco—Палаццо Дожей—Собор San Marco—Мост Вздохов—узкие улочки по направлению к мосту Rialto—улочками, переулочками к собору Санта-Мария Глориоза деи Фрари (здесь мы снимали квартиру, не удержались, зашли во двор, постояли немного под окнами). Рядом в пиццерии заказали по пицце на вынос (4,5 евро большая)—далее к Церкви Сан-Рокко—и на выход к автобусному вокзалу. Как ни странно, мы спокойно ориентировались в Венеции, побывав здесь всего один раз. Видимо за годы путешествий вырабатывается некая способность ориентироваться в чужих городах.

Нужно, конечно, по Венеции гулять не спеша. И приезжать не на три часа. Думаю, сын уже самостоятельно вернется сюда. Описывать Венецию нет смысла, про нее написаны сотни или тысячи книг. Она либо нравится, либо нет.

От автобусного вокзала до стоянки Tronchetto шли долго. Читали в отзывах, что ходит, какой-то монорельсовый транспорт от города к стоянке. Но рельс видели, а поезда нет. Всего простояли мы три часа, заплатили 10 евро. В этот день еще был финал чемпионата Европы по футболу. Испания билась с Италией. В Венеции преобладает дух коммерции, а не спорта. Поэтому толп болельщиков мы не встречали, и не было массовой оккупации кафе для просмотра финального матча. В некоторых заведениях были вывешены объявления о трансляции матча. Приехав домой, мы успели посмотреть концовку этого бесславного для Италии матча. Завтра наш путь лежит в Австрию.

До Венеции от гостиницы 20 минут и 18 км.

Общий пробег 578 км.

Мира—Вена. День 2-й, 2 июля (понедельник)

Утром, хорошо выспавшись, позавтракали. Завтрак включен в стоимость. Ничего выдающегося, обычный континентальный завтрак. Но все вкусное и свежее. Поздно вечером приехала пожилая пара из Чехии. И утром за завтраком они вспомнили русский язык и поболтали с нами. Недельное путешествие по Италии не задалось у них из-за жары. На севере жарко, а на юге Италии было еще жарче. В 9 утра уже солнце пекло. В 10 выехали, наш путь лежал в более прохладную Австрию. От Мир до Вены всего 600 км. Пообедать мы запланировали в Граце. Грац — второй по величине город Австрии.

Лестница на Шлоссберг (
Stairs to the Schlossberg). Грац.

До границы доехали за два часа, купили виньетку (10 дневная виньетка стоит 8 евро). Выехали со стоянки, метров через 500 стоит полицейский, разглядывает виньетки в бинокль. Еще через два часа, любуясь альпийскими пейзажами, мы добрались до Граца, запарковали машину на набережной Kaiser-Franz-Josef-Kai примерно у дома 18 (бесплатно). До ресторана Altsteirische Schmankerlstube, расположенного по адресу Sackstraße 10 рукой подать. Это параллельная улица. Ресторан нашли по гуглу, чтобы не бегать по городу. Взяли мы по обеденному меню (по 9 евро), а жена взяла рыбу с зеленым салатом (18 евро). Нам с сыном принесли по куриному супчику и по не очень большой тарелке рагу (картошка с мясом и овощами), Все было очень вкусно. На улице было за тридцать. А мы надеялись на прохладу в Австрии. Поэтому к обеду попросили воды, ни вина, ни пива никто пить не захотел. Нам принесли ледяную бутылку воды, и мы с удовольствием охладились. Собака мирно сидела под столом и терпеливо ждала подачку. Каково же было наше удивление, когда мы получили счет. Бутылка воды 0,7 стоила 6 евро. Лучше бы мы вина выпили. Хотя, может быть, вино стоит еще дороже. В меню на сайте цены предусмотрительно не указаны. Еще раз добром вспомнили Францию, где в любом ресторане вам ставят на стол по умолчанию графин/бутылку воды. Карты в ресторане не принимают, только наличные.

Прошлись мы немного по центру города, постояли внизу у лифта, на котором можно подняться к замку Шлоссберг и решили ехать дальше. Очень жарко для прогулок по городу. В Вену приехали около семи, приятно было ехать по пустым дорогам, любуясь пейзажами. Только на подъезде к Вене движение стало более плотным. Давно не видели русских машин, и встреченному по дороге белорусу обрадовались как родному. На официальном сайте Вены выбрали парковку напротив оперного театра (ул. Elisabethstraße 2; 4 евро/час). На этой же улице можно было оставить машину вдоль улицы, и были места свободные, но нужно было где-то купить парковочные талоны. Это красная зона — парковка стоит 1 евро/30минут. Но мы не захотели терять время на поиск мест продажи, на заполнение. Та как у нас оставалось не так много времени на прогулку. Поставили мы машину, и пошли мимо оперного театра вверх по пешеходной улице Kärntner Straße по направлению к собору Святого Стефана.

Жара. Везде стоят фонтанчики с водой. Вена.

Мы год назад приезжали с женой в Вену и провели здесь незабываемую неделю. Долго бродили по улочкам, сидели в кафе, наслаждаясь фирменным кофе «меланж» — это кофе с добавкой большого количества молока и немного взбитых сливок. А также уплетая венский штрудель. Вена — это город не на час. В таком длительном путешествии выделять по несколько дней на все города по дороге невозможно. Путешествие выйдет за рамки обычного отпуска. На площади у собора посидели на улице выпили кофе со штруделями (кафе «Аида», Singerstraße 1). В Вене тоже было жарко под вечер около 30С. Проходила рекламная акция, нам выдали по бутылке холодного чая lipton. Народу очень много, приходилось постоянно следить за собакой, чтобы не задавили. Обратно к Опере вернулись по соседним улочкам.

Под Веной у нас был забронирован отель Eurohotel Vienna Airport (61 евро, номер на троих, с собакой). Приехали, поселились. Гостиница похожа на сетевые отели B&B и Etap (теперь это Ibis). Самый большой минус — отсутствует кондиционер. Минимум удобств, чисто транзитный отель. Выспался после дня проведенного в дороге и поехал дальше. Ночью стало посвежее, но спать пришлось все равно с открытыми окнами. Рядом взлетали и садились самолеты.

Пробег за день 640 км.

Вена — Братислава. День 3-й, 3 июля (вторник)

Ночью прошла гроза, утром было очень свежо и приятно. После завтрака я погулял с собакой, мои сложили вещи и мы отправились за покупками в Designer Outlet Parndorf. Торговый центр очень большой, и, хотя, купили немного, мы пробыли там очень долго. День выдался снова жаркий, и отключенный холодильник за несколько часов превратился в термос. Половину продуктов пришлось сразу выбросить. Выехали из ТЦ. Увидели заправку, свернули. Заправка оказалась самой дешевой за все время нашего путешествия — 1,21 евро за литр 95. Рядом здание без вывески оказалось супермаркетом (Gewerbest raße 1, Parndorf). Зашли, восполнили запас продуктов и поехали в Братиславу. От Parndorf до Братиславы всего 35 км и полчаса пути. Если при въезде в Австрию были предупреждения и указатели на продажу виньеток, то на границе со Словакией никаких табличек. Как ни медленно я ехал, все равно проехали мимо неприметной будочки. Сдав назад, купил виньетку за 10 евро на десять дней. Гостиница у нас была забронирована в Penzion Berg на окраине Братиславы. Номер — 42 евро без завтрака + 5 евро за собаку. Чистый большой номер, без кондиционера, обставленный «советской» мебелью. Недалеко от отеля есть продуктовый магазин Tesco Expres (Kopčianska 10) с минимумом необходимого. Сама гостиница находиться на каких-то задворках, вокруг одни пустыри. В Братиславе в этот день было 34С. Когда в феврале-марте планируешь путешествие и бронируешь гостиницы, не думаешь о жаре. Нужно продумывать все мелочи, и на лето по возможности заказывать номера с кондиционером. За неимением минибара, мы подключили наш холодильник к сети (переходник мы предусмотрительно приобрели вместе с холодильником). Приняли душ, покормили собаку и поехали гулять по городу. Собака опять с удовольствием осталась в номере. На ресепшн взяли карту Братиславы и спросили про парковки. Женщина немного говорила по-русски, сказала, что парковок много и час стоит 1,2. Сразу скажу, что таких парковок мы не нашли. Уже после путешествия я нашел небольшую схему парковок в Братиславе.

Дом с привидениями. Братислава.

Дороги в Братиславе так себе. Резко выраженная колейность, дыры, заплаты. Евросоюз выделил деньги только на автобан. Подъехали к старому городу и по указателям стали заезжать на парковки. Первая рядом с отелем «Карлтон», небольшая парковка — 4 евро/час. Если в Вене я еще готов заплатить столько денег за парковку, то в Братиславе нет. Поехали дальше забраковали еще две — пыльные пустыри, обнесенные бетонным забором, сторож в сланцах, майке и тренингах. Привет из 90-х. Стоимость — 2,5 евро час и работают только до 20:00. Мы планировали погулять подольше. В сторону от старого города вдоль улицы идет размеченная парковка, но на них ни одной машины. Объявления только на словацком. На каком-то форуме я прочитал, что есть парковки только для местных жителей, непонятно, парковаться не решили.

В конце концов, запарковались бесплатно под мостом на Staromestská 751/1 (48.144624,17.103875). Выехала местная машина, мы встали на ее место. Там еще было запарковано 5 местных машин. Пошли гулять по старому городу. Прежде всего, мы покушали в ресторане Prasna Basta. Все взяли по зеленому салату с козьим сыром. Мы с сыном по большому дранику, в который было завернуто тушенное с овощами мясо. И по местному пиву, светлое и темное. Жена взяла блюдо «Эдит Пиаф» (куриная грудка с камамбером и гратеном из картофеля). Почти Франция, там только таких затейливых названий нет. И местное вино, оказавшееся неплохим. Старый город компактен, жара немного спала и мы не спеша обошли весь центр (Staré Mesto). Все дома отреставрированы, везде чисто, много туристов.

Дунай. Братислава.

Побродив по городу, мы вышли на берег Дуная — полноводная и величественная река. Посидели на берегу и поднялись на холм, на котором расположен Братиславски Град (Братиславский замок). Замок имеет богатую историю. На этом месте жили кельты, была пограничная римская крепость, одно время замок принадлежал венгерским королям, выдержал осаду татаро-монголов, был резиденцией императора Священной Римской Империи Сигизмунда I. Здесь была семинария, и, напоследок, его сжег Наполеон. Замок отреставрировали в 2000 году и сейчас здесь располагается Словацкая народная рада, а в южном крыле хранятся археологические находки. Со смотровой площадки открывается замечательный вид на старый и новый город и на величественную панораму Дуная.

Пробег за день 67 км.

Братислава — Краков. День 4-й, 4 июля (среда)

До Кракова решили ехать только по Словакии, чтобы не покупать чешскую виньетку. Гугл и навигатор прокладывает маршрут через Чехию, так на 5 км короче. Поэтому мы проложили дорогу через Тренчин и Жилину. Никуда заезжать в Словакии не стали, так как хотели подольше погулять по Кракову. Всю дорогу приходилось быть внимательным, так как, подъехав к Тренчину, мы поставили следующим пунктом «Краков» и нас навигатор повел в сторону чешской границы. Пришлось поставить курс на Жилину. До нее доехали без проблем. За Тренчином пейзаж меняется. Вместо холмов появляются горы. Начинаются Низкие Татры. За Жилиной заканчивается европейская дорога Е-75. Пришлось ехать чуть ли не по грунтовкам. Один раз перепутали поворот и смотрим, уже появились указатели на чешские города. Пришлось перезагрузить навигатор и заново выставить маршрут. Постепенно забираемся в гору. В окрестных деревнях видим множество табличек о сдаче в наем.

На дороге то и дело попадаются указатели на подъемники. Въехали мы в курортную зону. Основная зона катания находится в Высоких Татрах, но и здесь есть места для катания. Залезли в гору, начали потихоньку спускаться. Виды не такие, как в Альпах, но все равно красиво. Остановились в придорожном кафе у самой польской границе. Перекусили, выпили кофе. Пусто, никого нет. Сразу вспомнили фильм «Таможня дает добро». После того как убрали КП между Бельгией и Францией, кафе на границе захирело. Здесь, видимо, та же история. Польская сторона обжита больше, чем словацкая. Вдоль дороги то и дело попадаются города, села. Между ними кипит всякая торговля. Стройматериалы, машины, авторемонт, саженцы и другие магазины. Кафе, гостиницы. Словакия по ту сторону границы просто пустыня. Дороги хорошего качества, много новых развязок. Дорожное движение умеренное. Только ближе к Кракову стало плотно. На въезде в Краков заехали в супермаркет, купили продукты, на выходе продавали черешню. Крупная, почти черная — 16 злотых кг. Купили два кг. В Кракове сняли частные апартаменты Home in Krakow Silvio's Apartments. За ключами нужно было ехать в офис, который находится в самом центре. Не доезжая (так как весь центр пешеходный), запарковали машину на улице (парковка 1 злотый/20 минут). По распечатке с гугла нашел офис, получил ключи, карту Кракова и ценный совет по парковке. Стоянка перед квартирой с 10:00 до 20:00 платная (3 злотых/час). Можно разгрузиться и поставить машину на бесплатную парковку на перпендикулярной улице Mikołaja Kopernika. Бесплатная парковка начинается примерно от дома №15 в сторону от центра. А вечером переставить машину под окна. В течение дня места были. Апартаменты — это трехкомнатная квартира. В каждой есть душ, туалет и на всех общая кухня. Есть большой холодильник, вся необходимая посуда и стиральная машина. Квартира находиться на границе со старым городом, неспешным шагом минут 15 до главной площади Кракова.

Главная площадь. Краков.

Мы сварили кашу и мясо нашей собаке. Так как домашние заготовки подошли к концу. Наша собака ест натуральную пищу, поэтому к путешествию нужно готовиться. Мы варим гречу с мясом. Делим на пакетики и замораживаем. Дня на три-четыре хватает, так как в дорожном холодильнике дольше не сохранится. Когда заканчиваются заготовки, ест колбасу с хлебом. Когда ехали в Ниццу, заготовок хватило до Милана, потом ел мортаделлу с хлебом. На середину недельного путешествия я специально заказал апартаменты с кухней, чтобы можно было сварить собаке еду.

Приняли душ, выпили кофе и пошли гулять в центр Кракова. Температура 30С. После бронирования хозяин квартиры прислал файл со списком ресторанов и баров, которые он рекомендует посетить. Выбрали ресторан Gospoda KOKO (Gołębia 8). Что-то типа бистро, заказываешь, оплачиваешь, затем официант тебе приносит заказ. Очень дешево: три салатика, три горячих и три напитка — 60 злотых. Мы с сыном взяли по пиву и по шницелю. Жена взяла белое вино и утку. Все съедобно, но похоже, что разогрели в микроволновке. Должное удовлетворение от еды не получили. Краков богат достопримечательностями. Для прогулки по городу мы воспользовались готовым пешеходным маршрутом «Королевская дорога», который проходит с севера на юг через историческую часть Кракова. Начинаясь на площади Матейки, она идёт через Рыночную площадь к Королевскому замку Вавель.

Маршрут: площадь Матейко; Барбакан; городские стены, Ворота Флориана; Флорианская улица; Рыночная площадь; Мариацкий костёл; Мариацкая площадь; Сукенницы; Памятник Адаму Мицкевичу; Музей Чарторыйских; Доминиканский костёл; Площадь Всех Святых; Костёл францисканцев; Дворец епископов; Костёл Св. Петра и Павла; Вавель. Все в городе очень компактно, что позволяет за час пройти весь маршрут.

Под вечер полные впечатлений мы вернулись в квартиру. Познакомились с соседями — одна польская пара, они поздоровались и ушли спать. Вторая пара — молодожены из Нидерландов. Пока мы гуляли с собакой, наш сын болтал с ними. Почти ровесники, нашли, о чем поговорить. Голландцы в отпуск отправились в Восточную Европу на поезде. Пару дней в одном городе, пару в другом.

Пробег за день 365 км.

Краков — Элк. День 5-й, 5 июля (четверг)

Сегодня нам предстоит пересечь Польшу с юга на север. Выспались, погуляли с собакой и в путь. От Кракова на Варшаву дорога очень хорошая, ее строили к чемпионату Европы по футболу. Есть куски дороги км по 10 недоделанные. До Варшавы доехали часов за пять, останавливались размять ноги, выпить по чашке кофе. Через Варшаву проехали, чуть постояв в пробках. После столицы какое-то время ехали по хорошему шоссе. Затем хорошая дорога закончилась и началась узкая дорога, по одной полосе в каждую сторону. Чем севернее мы забирались, тем становилась более прохладно. На полпути между Варшавой и Элком прошла гроза, и температура упала до 20С. Раз остановились, купили желтую черешню. Но черешня оказалась не такая вкусная, как вчера. На дороге трафик был небольшой, поэтому ехать было комфортно. Еще мы постоянно менялись. К Элку навигатор нас вывел, чуть ли не по грунтовке. Мы уже думали, что заблудились, кругом поля и ни души. К городу подъехали по узкой полосе разделяющей одноименное озеро. Посередине стоит разрушенный тевтонский замок. Элк — это город-курорт на берегу большого озера. На первой линии выстроились гостиницы и рестораны.

Элкское озеро. Элк.

Мы забронировали номер в гостинице Kuźnia Smaku. Это даже не отель, а ресторан с номерами. Ресепшн находиться в ресторане. Комнаты даже чрезмерно большие (номер 40 метров). В такие номера можно было бы мини-кухню добавить. Шикарные кровати под балдахином. Все отлично. Пара небольших минусов — освещение в номере плохое и нет кондиционера, поэтому спали с открытыми окнами. Гостиница находиться на первой линии озер. Народ гуляет допоздна.

Устроились в номере и спустились вниз поужинать в ресторан. Собаку взяли с собой. Супруга взяла форель, зеленый салат и вино, сын откопал какое-то хитрое блюдо. Стоит 15 злотых. Мы спросили, что это? Картошка со свининой, говядиной и овощами. Оказалось тот же драник, какой мы ели в Братиславе. Только гораздо вкуснее. И выпили по местному пиву. Вечером погуляли по набережной. Мы хотел искупаться и в Дунае, и в Элкском озере. Но после синего-синего моря, ни туда, ни сюда лезть не захотели. На озере гоняли гидроциклы, думали, что будут нам мешать спать. Нет, к одиннадцати часам заезды закончились.

Пробег за день 542 км.

Элк—Даугавпилс. День 6-й, 6 июля (пятница)

Утром, нам было некуда торопиться, встали. Я погулял с собакой. Мои собрали вещи. Спустились в ресторан, позавтракали. Завтрак: все свежее и вкусное. Выехали мы из гостиницы, поплутали по городу, так как дорога ремонтировалась, а навигатор упорно возвращал нас к ней. Проехали еще через два неприметных городка Августов и Сувалки. Сувалки напомнил старый русский город с двухэтажными домами и широкой улицей в центре. Через полтора часа по однополосной дороге мы подъехали к границе с Литвой. Контроля нет. Остановились у обменника, поменяли 10 долларов, получили 27 литов. На парковку и на чаевые. До Каунаса дорога заняла чуть больше часа. Доехали мы до старого города, оставили машину на улице Rotušės aikštė 3 прямо напротив Ратуши (парковка 2 лита/час). И пошли в найденный по гуглу ресторан «Berneliu uzeiga», что в переводе означает: «Корчма молодцов». С собакой пустили на террасу. Меню на английском, и официантка бойко говорит на английском. На русском мы в Каунасе не пытались общаться. Жена взяла традиционно рыбу (щуку с овощами), зеленый салат и белое вино. Сын темное местное пиво и свинину с картошкой, я квас и голубцы.

Ратуша. Каунас.

Все вкусно. Счет 55 литов — оплатили карточкой +5 на чай. Дальше мы пошли гулять по старому городу. Старый город можно считать колыбелью современного Каунаса. Он расположен в месте слияния рек Нямунаса (Неман) и Нерис. Здесь сконцентрированы почти все значительные памятники старинной городской архитектуры: Ратуша, Каунасский замок, Бернардинский монастырь, костел Витаутаса, Иезуитский монастырь, Кафедральный собор, Дом Перуна (Aleksoto gatvė 6). Обязательно нужно зайти в кафедральный готический собор Петра и Павла (ул. Vilniaus, 1). В Литве это единственный уцелевший кафедральный собор в готическом стиле. Построен в 1408 г. Самая красивая улица Старого города — улица Vilniaus (Вильнюсская). Она соединяет Старый город с центром города. Это часть средневековой дороги в Вильнюс. По обеим сторонам улицы — здания XVI века. Побродив по булыжной мостовой, мы поехали дальше. На выезде из города мы пропустили нужный поворот, затем покружив выскочили на шоссе А1 на Вильнюс.

И здесь он (навигатор) сыграл злую шутку. Сделал он пересчет маршрута, едем. Через минут десять, поступает новая вводная: поворачивать налево. Едем поворота нет, смотрим мы проезжаем дорогу А-6, на которую нам нужно было свернуть сверху по виадуку. Таким образом, решили мы не запланировано заехать в Вильнюс.

Кафедральный собор Святых Станислава и Владислава. Вильнюс.

Поставили Вильнюс на навигаторе, точка, в которую нас привез навигатор, находится далеко от старого города. У нас не было ни карты, вышли из машины и на наше счастье тут же обнаружили афишу с картой города. Наметили маршрут. Доехали до старого города запарковали машину в сквере Sirvydo skveras (красная зона 3 лита/час). На русском информацию о зонах и тарифах можно посмотреть здесь. Вокруг сквера стоят палатки со всякой торговлей. У меня не хватало мелочи заплатить за парковку, я подошел к одной палатке и на английском попросил поменять мне деньги. «Wait», — сказала мне тетя. И к соседке на русском: «Нина, поменяй хлопчику деньги». Оказалось, что все ларьки «держат» русские.

Пошли мы по указателям  «офис по туризму», который располагается в здании ратуши. Прямо напротив сквера стоит очень красивая Церковь св. Параскевы Пятницы, построенная в неовизантийском стиле (по преданию царь Петр здесь крестил арапа). Шли мы по улице Didžioji gatvė (по-русски Большая). Это одна из древнейших улиц в Вильнюса. Продолжая улицу Пилес, ведёт с севера на юг от Дома Франка и Пятницкой церкви к Ратуше и костёлу Святого Казимира. Здесь же располагается Церковь Св. Николая, перестроенная из готики в русском византийском стиле. Здание ратуши сначала было готическим, но неоднократно изменялось. В конце концов, ей придали классический вид. Зашли мы в тур-офис, взяли карту города и пошли в сторону костела Св. Святого духа. Прошли по узким улочкам средневекового города и старому еврейскому кварталу в треугольнике улиц Stiklių-Žydų-Gaono, и вышли к президентскому дворцу (S. Daukanto a. 3). Дальше вышли к кафедральному собору-базилике Святых Станислава и Владислава — это самый важный католический храм в Литве. Больше собора понравилась колокольня — наиболее сохранившаяся башня оборонительной стены, находится напротив собора. Её высота составляет 57 метров. За собором в скверике туалет, сердобольная русская тетенька вынесла нашей собачке попить. В Литве хоть не как в Италии, но было 28С. Дальше по улице Пилес (Pilies gatvė) поднялись к стоянке и поехали в Даугавпилс. Вильнюс нам всем очень понравился. Нужно сюда вернуться на пару-тройку дней. Не зря нас навигатор сюда привез.

На выезде из Вильнюса мы опять немного покружились. Навигатор глюкнул и проложил нам дорогу в Даугавпилс через Минск. Мы вовремя заметили, и внесли поправки. В странах Балтии у нашего навигатора карты плохо отрисованы. Жирно указан путь, по которому мы едем, а остальное сплошное серое поле. Чуть меньше через три часа приезжаем в Даугавпилс, проехав мимо красивейшего озера Зарасай (Литва). На смотровой площадке в лучах заходящего солнца стояли счастливые люди и созерцали спокойное озеро. Сюда тоже нужно приехать отдохнуть, подумал я. Сколько же красивейших мест есть на земле. Останавливаться не стали, так как уже устали и хотели поскорей добраться до гостиницы. В Даугавпилсе мы забронировали номер в гостинице Duets. Неплохая гостиница, с кондиционером. Номер 25 евро с завтраком. С нас взяли 10 евро за дополнительную кровать и 10 евро за собаку. Сына оценили также, как и собаку. Небольшой минус: двухместный номер для дополнительной кровати маловат, а трехместных номеров нет. Навигатор привез нас на какую-то улицу, выдал нам, что мы приехали, и затих. Гостиницей не «пахло», время уже позднее, народу на улице нет. Я записал координаты отеля, поставили их. Навигатор нас привез к тюрьме, в просторечии — «Белый лебедь». Мимо проходила бабушка, ни по-русски, ни по-английски она не понимала. Еще раз поставили адрес, приехали в никуда, еще раз точки, опять тюрьма. После очередной перезагрузки навигатор наконец-то вывез нас к гостинице. Перекусили припасенными продуктами. В номере есть микроволновка. И завалились спать.

Пробег за день 480 км.

Даугавпилс — Санкт-Петербург. День 7-й, 7 июля (суббота)

Утром встали, позавтракали. Традиционно пока мои складывали вещи, я гулял с собакой. Как ни замечательно было путешествовать, но по дому все равно соскучились. Сегодня вечером будем дома, подумал я. На парковке разговорились с парой из Питера. Они возвращались из путешествия по Италии и Словении. В Питер они едут только завтра, а сегодня еще хотят съездить в Зарасай, где они провели детство. Подошли еще москвичи — муж с женой. Они только еще едут в отпуск — в Норвегию на мотоцикле. Обменялись мы, кто, откуда и куда, постояли, помолчали и разъехались в разные стороны.

Через два часа мы на границе Гребнево—Убылинка. Очередь из пяти машин. Быстро проходим таможню, пограничников и вперед в Россию. Объезжаем на КП машины с латышскими номерами, русские без очереди. У русских немного постояли. Пока выясняли, нужно ли приглашать ветеринара для осмотра собаки, так как мы выезжали не здесь, а через «Торфяновку». Потом махнули нам рукой, езжайте все в порядке. Заплатили мы триста рублей за пользованием дорогами Псковской области, заправились дешевым бензином и поехали домой. Забитые фурами дороги. Висящие на хвосте десятки машин, ждущие момента, чтобы пойти на обгон. Мы дома. Пару раз остановились размять ноги и наконец уставшие и довольные приехали домой.

Пробег за день 560 км.

Общий пробег туда, по Ницце и обратно —  7 562 км.