Новогодняя Балтийская сказка

08.04.2013 | 13571 просмотр

Съездив в прошлые новогодние каникулы с Алексеем (Reiser) в Иран, нам с супругой понравилось проводить этот дополнительный отпуск в дороге и в новых интересных местах. Пока наше щедрое государство даёт отдыхать лишние 10 дней, надо этим подарком пользоваться.

В этот раз выбрали страны, где хотелось побывать ещё со времён Советского Союза — Эстония, Латвия, Литва. С одной стороны — от Перми недалеко, всего-то 2100 км, с другой — это уже Европа. И есть ещё один большой плюс — отсутствие языкового барьера.

На каждую балтийскую столицу выделили по три ночи, сам Новый год должны были встретить в Таллине. Ещё летом забронировали все отели, а ближе к отъезду получили испанскую визу. Испанскую — потому что их выдают на полгода, можно как минимум два раза в Европу съездить. На обратном пути планировали навестить друзей — бывших сослуживцев по морской авиации, ныне проживающих в г.Новогрудке, Белоруссия, а заехать к ним через Польшу, чтобы посмотреть замок Тыкоцин и город Белосток.

Получился следующий маршрут: Пермь—Киров—Вологда—Санкт-Петербург—Нарва—Таллин—Рига—Вильнюс—Тыкоцин—Белосток—Новогрудок—Балашиха—Кострома—Киров—Пермь.

Вечером 28-го декабря, сразу после работы, начали выбираться из города. У нас через Каму всего два моста, вот на одном из них — на Красавинском, мы и встали в пробке, совсем без движения. Не хотела нас Пермь отпускать.

Как потом выяснилось, одновременно на мосту случилось пять разных аварий, в том числе с участием фур. Похоже, в предновогодней суете у многих водителей окончательно «сносит крышу» и все остатки ПДД и просто здравого смысла из головы улетучиваются.

Мы провели 2 часа за просмотром фильмов и чтения книжек в машине, с перерывом на лёгкий ужин, когда движение, наконец, зашевелилось. Проехали Краснокамск и ещё час простояли, как приклеенные, по тем же причинам — массовые аварии на коротком участке трассы: вот пожарные «догнали» Камаз, тут фуру развернуло поперёк дороги, там две легковушки не поделили полосу. Итого, спустя три часа от момента выезда наш пробег составил 46 км. Весёленькое начало путешествия.

Заночевали в Омутнинске на заправке, прямо в машине. Н-да…а я-то рассчитывал к этому времени до Кирова доехать. На улице было около 0, двигатель не запускали, спрятались в зимние спальники и часов пять поспали.

Есть ещё одно неудобство от зимнего вождения — темнота. Уже 17 часов провели в пути, а всё темно и темно. От постоянного света фар сильно устают глаза. Появляется навязчивое ощущение, что рассвет никогда не наступит.

К вечеру 29-го добрались до Вологды, где из последних сил доехали в сопровождении отзывчивого местного водителя до гостиницы недалеко от объездной дороги и буквально вырубились мертвецким сном, едва коснувшись подушек. Оставалось 650 км до Санкт-Петербурга, там нас ждала в гости Наташа, с которой мы познакомились и отдыхали вместе на Крите в 2010 году.

В Ленинградской области снова наткнулись на аварийный участок дороги, где на протяжённости 3-5 км произошло одновременно 4 ДТП разной степени. Но здесь мы уже не стояли, как-то удачно их проскочили.

В 16 ч. 30-го декабря были уже у Наташи в Питере. Тёплая встреча, обмен подарками, вкусный ужин, небольшой отдых перед границей. Пока общаемся, мониторим по web-камере в режиме online очередь на границе с Эстонией в районе погранперехода Ивангород — Нарва. Машин 20 точно есть, а дальше камера не видит.

Один знакомый форумчанин с kia-club.ru, Денис, владелец Kia Carnival 2003 года выпуска, проживающий в Нарве, напугал нас перед поездкой, что на границе придётся стоять 5-8 часов. С учётом этого решаем ехать в ночь на границу. В 23 часа прощаемся с гостеприимной хозяйкой, и примерно через 2 часа мы на таможне. В Ивангороде заправились российской соляркой до полного бака. К нашему удивлению и большой радости, очереди почти нет. 30 минут — и мы в Европе. Даже Ивангородскую крепость не успели сфотографировать.

Эстония

В Эстонии время на два часа меньше московского, поэтому мы как бы вернулись на день назад, и ещё 30-го успели снять номер в первом попавшемся отеле в Нарве. Хотя надо сказать, приличный отель попался: все стены завешаны фотографиями российских и местных артистов, певцов, спортсменов и политиков. Двухместный номер обошёлся в 65 евро. Хотя на отоплении явно экономят, в номере откровенно холодно.

Утром на завтраке обнаружили полный зал россиян с детьми. Обстановка больше смахивала на новогодний утренник в садике, но со шведским столом для родителей.

После завтрака прогулялись до Нарвской крепости.

Посетили музей, поднялись на смотровую площадку башни.

Вид на Ивангород и крепость на российском берегу.

Потом созвонились с Денисом и договорились встретиться. Оказалось, что он работает в музее крепости, где мы только что были :). Довёз нас на своём «Карнивале» до гостиницы, посмотрел нашу машинку.

Свой «Карнивал» он купил в конце 2012 года в Германии с пробегом 150 000 км. Состояние салона и кузова на твёрдую 4-ку. Ответом на вопрос: «Сколько денег отдал?», Денис нас с Леной просто «убил»: 3 000 евро!

Позже в Таллине в сувенирном магазине случайно услышали разговор двух девушек-продавщиц, одна другой говорила (по-русски), что покупает Mini Cooper за 4 500 евро. Я не стал вмешиваться в разговор и уточнять год выпуска и характеристики машины, и так уже было понятно, какой тут уровень цен. Вот нет у людей своих автозаводов, которые надо защищать (от кого?!), а машины стОят в разы меньше, чем у нас.

Денис проводил нас до выезда из Нарвы, на прощание подарили ему пермский сувенир, получили от него ответы на интересующие нас вопросы — на каких заправках лучше заправляться, на сколько можно нарушать скоростной режим, какое состояние дороги до Таллина, и разъехались каждый по своим делам.

Дорога до Таллина отличная, местами односторонняя, по две полосы в каждом направлении. Ограничение скорости — 90 км/ч, очень часто установлены автоматические радары или камеры с соответствующим предупреждающим знаком перед ними. Одним словом — Европа.

Превышать без опаски быть оштрафованным можно на 9 км/ч, как и у нас. Поэтому выставил на круизе 98 км/ч, и главное потом — не уснуть на ходу.

Все едут спокойно, не шахматят, гонок не устраивают, никому ничего не доказывают. Расслабляешься и получаешь удовольствие от процесса. Очень удивил «Порш-Кайен», который ехал за нами, не обгоняя, несколько десятков километров, потом всё-таки обогнал, но только затем, чтобы ещё несколько десятков километров ехать на 100 метров впереди нас. Чудеса, да и только, одно это — уже почти сказка.

По пути в Таллин заехали в г. Раквере посмотреть остатки ещё одной древней крепости.

Крепость была основана в 13 веке, разрушена в 16-ом. В 70-80 гг прошлого века она была частично восстановлена и законсервирована. Как сказано на их сайте, в настоящее время в крепости действуют три постоянные экспозиции: «История Ливонской Войны», «Пытки средневековья» и «Мечи через века». Здесь же расположена таверна и несколько мастерских, в которых можно научиться писать гусиным пером, чеканить монеты, изготовить восковые свечи, гончарные изделия или марципан. К сожалению, никаких следов того, что крепость действует, мы не увидели, хотя и обошли ее кругом.

Рисунок на крепости: не стой под стеной, опасно!

Недалеко от крепости установлена статуя тура — символ города.

В 16 ч. прибыли в первый заранее заказанный отель, где должны были встретить Новый Год. В каждой поездке я стараюсь сделать для супруги какой-нибудь приятный сюрприз. В этот раз таким сюрпризом был номер-люкс, с собственной сауной и большой ванной. Из номера мы больше не выходили. :)

Погрелись в сауне, посмотрели по интернету матч Россия—Канада (это святое!) молодежного чемпионата мира по хоккею, интернет оказался нууу оооочень медленный, истинно эстонский :); накрыли новогодний стол, как полагается, с икрой, ананасом и шампанским, которое купили в прошлой поездке в молдавских Криковских подвалах. Отметили праздник по пермскому времени, чуть-чуть не дождались по-московски, и на большее нас не хватило.

Ночью проснулись от празднования Нового года нашими соотечественниками — трехэтажного мата и пинков по двери соседнего номера… Будто и не уезжали никуда.

В 9 утра спустились на завтрак, а завтрак с 11 ч.! Видимо, бурная была ночь в отельном ресторане. Вернулись в номер, скоротали два часа за фильмом и книжкой, сделали второй заход — куда там! Очередь на завтрак, как в советские годы в Мавзолей. Снова вернулись в номер, собрали вещи, загрузили в машину и сделали третью попытку. Наконец-то смогли позавтракать (шведский стол был шикарный!) и переехали в другой отель, попроще, но ближе к центру. И в первом, и во втором отеле на парковках стояли исключительно российские машины из московского и питерского регионов.

В номер нас не поселили до 14 ч., но мы оставили машину возле отеля и пошли искать старый город, Vana Tallinn. На улицах настолько пусто, что даже дорогу спросить не у кого. Но не зря же меня учили когда-то в военном училище топографии — сориентировались по карте и через 15 минут очутились у стен замка Тоомпеа и башни Кик-ин-де-Кёк.

Замок Тоомпеа был построен в XIII — XIV вв. Сегодня в нем расположен Парламент Эстонии.

Башня Кик-ин-де-Кёк.

Собор Александра Невского. Одно время его хотели переделать под планетарий, но епископ Таллинский и Эстонский, будущий Патриарх Всея Руси Алексий II, отстоял храм.

Вид на нижний старый город со смотровой площадки

Вот и началась наша новогодняя сказка. Ёлки, олени, снеговики, ярмарки, салюты, пряничные домики, жареные орешки в разной глазури, горячий сок и глинтвейн на каждом шагу, приятная праздничная атмосфера, вокруг такие же счастливые туристы, как и мы. И даже дорожки в Таллине посыпают не песком, а разноцветной каменной крошкой, которая к ногам не прилипает, обувь не пачкает и глаз радует.

Пряничные домики.

Очень вкусные колбасы. После дегустации набрали несколько видов.

Ну а вечером город преображается и предстаёт в новых красках.

Ворота Viru.

Прогуляли мы допоздна. Поужинали тут же на площади очень вкусными колбасками и рыбой с картошкой и тушёной капустой.

Утром 2-го января с новыми силами отправились на продолжение знакомства с Таллином.

Первым делом посетили музей в башне Кик-ин-де-Кёк. Музей отрывается в 10 часов, пришлось немного подождать в небольшой компании англоязычных туристов. Билет по башне стоит 4,5 евро, с экскурсоводом по подземелью — 11 евро. На экскурсию надо предварительно записываться. В русскоязычную группу на 12 часов были места, но мы решили не дожидаться и погулять только по башне.

В подвальном помещении работает фотовыставка, а выше расположен музей обороны. Рядом с экспонатами есть надписи на эстонском, английском и русском языках — очень удобно для тех, кто пришел самостоятельно. На одном из этажей установлен большой экран, с которого «средневековый житель» рассказывает об истории Эстонии.

Я примерил там деревянные тапочки.

Пофотографировали виды старого города.

На верхнем этаже башни находится кафе, в котором очень красивые столики со столешницами в виде средневековых миниатюр.

Наверно, приятно выпить кофе за таким столиком и погрузиться в атмосферу рыцарских баталий.

После башни ещё погуляли по улицам, куда не дошли вчера.

Церковь Олевисте получила свое название в честь святого Олафа — короля и крестителя Норвегии.

Первое упоминание о ней относится к 1267 году. Церковь Олевисте действующая и каждое воскресенье там проводятся лютеранские богослужения. На вершине башни устроена смотровая площадка, открытая с 1 апреля по 31 октября. К сожалению, церковь была закрыта.

«Три сестры»комплекс средневековых торговых домов. Здесь жили удачливые купцы, старейшины гильдий и члены городского совета, а сейчас находят временное пристанище туристы.

Дом Братства черноголовых

Братство возникло в 1399 году и было названо в честь темнокожего мавра Святого Маврикия. Членами сообщества становились холостые купцы, ждавшие своей очереди быть принятыми в «Большой цех». Входная дверь Дома Братства черноголовых датируется 1640 годом.

Прогулка по крепостной стене.

Вышли из старого города через Большие Морские ворота с башней Толстая Маргарита.

Перешли дорогу с весёлым трамвайчиком и по крыше Горхолла (Lunnaholl), некогда носившего гордое название «Дворец культуры и спорта имени В.И.Ленина», спустились к Балтийскому морю. Дворец этот был построен специально к открытию летней Олимпиады-80 для проведения парусных состязаний, а ныне он выглядит полностью заброшенным и пустынным, как готовая декорация к фильмам о мрачном будущем человечества. Вот так примерно, в таких же красках (фото из интернета):

А вот виды с Горхолла на море и старый город гораздо интереснее.

Порт Таллина.

У моря Лена, как обычно, устроила поиски ракушек.

Белые пятна на воде и в воздухе — это лебеди.

Но вместо ракушек нашла бутылку с посланием. Любопытство в нас победило — открыли, прочитали записку. Ничего интересного там не оказалось, никто не взывал о помощи с тонущего корабля или о спасении застрявших отшельников с необитаемого острова. Просто несколько молодых людей выражали свою радость от первого посещения Таллина месяцем ранее. Положили записку обратно в бутылку.

К морю стали подтягиваться другие туристы, а мы вернулись в Vana Tallinn с целью отобедать в одном из местных ресторанов, хотелось попробовать национальную эстонскую кухню. Выбрали ресторан, который так и называется — «Эстонская Домашняя Кухня», на улице Pikk, 29, при отеле Old Town Garden сети Meriton Hotels.

Вот их эмблема:

Если вы посчитаете это рекламой, то сильно ошибётесь — это антиреклама.

Ресторан находится в подвале, красиво стилизован под средневековую старину, два зала, народу не очень много. Меню на русском. Но скажу честно — наш выбор оказался неудачным. Приученные к тому, что в Европе везде огромные порции, мы заказали на двоих один суп (уха по местному рецепту) и одно второе, мясо с гарниром, а также по стакану кваса и сидра. Квас и сидр принесли минут через 15, уху — через полчаса, второе — через час. Мало того, что пришлось так долго ждать, но ещё и порции оказались размером даже меньше, чем в любой российской столовой, да и по вкусу ничего особенного, хоть мы люди и не привередливые (самым вкусным, кстати, были квас и сидр). И это всё «удовольствие» по ценнику 40 евро! Правда, официантка, когда принесла счёт, извинилась за медленное обслуживание и сделала скидку 20 %. Но даже с учётом её извинений и скидки впечатление о Таллине было немного подпорчено.

За соседним столиком семья иностранцев с маленьким ребёнком тоже выражали официантке своё недовольство сервисом, говорили, что они не наелись и уже опаздывают на паром, ждать больше не могут.

Пока мы растягивали квас и сидр, зашла большая компания россиян, человек 8, разделись, заняли большой стол. Минут 15 они сидели, обсуждали меню, но никто из персонала к ним так и не подошёл. Тогда они встали и ушли в другой ресторан.

Что это было — легендарная эстонская медлительность или какой-то случайный сбой на кухне, мы так и не поняли. И это была единственная ложка дёгтя в бочке мёда за всю поездку по Балтийским странам. Но хватит о плохом.

После обеда устроили забег по магазинам старого города в поисках сувениров. Пока определялись с выбором, мне позвонил Анатолий — ещё один форумчанин с Киа-клуба, проживающий в Таллине. Договорились встретиться вечером после его работы. По совету Анатолия, мы пошли за сувенирами в супермаркет Viru, находящийся недалеко от старого города. Закупили ликер «Vana Tallinn» в маленьких бутылочках, шоколадки Kalev, конфеты в коробках, сыр, колбасу, эстонские мясные паштеты и ягодные джемы. Ликёр ещё так и не попробовали, но друзьям, кому дарили, он понравился. А вот всё остальное, что не раздали на сувениры, уже съели дома, было очень вкусно, но мало :).

Пока бродили по магазину, тут и Анатолий подъехал. Познакомились лично, поднялись в библиотеку на верхнем этаже торгового центра, взяли по кружечке кофе, и два часа за общением пролетели незаметно. Как выяснилось, Анатолий — гражданин России, но уже 16 лет живёт и работает в Эстонии. Узнали от него несколько интересных вещей об Эстонии и эстонцах. Например, о том, можно ли предлагать «расчёт на месте» эстонскому гаишнику. Анатолий нам не советовал этого делать, потому что полицейский, если сдаст нарушителя, предлагающего ему взятку, получит на работе премию в размере этой взятки. Очень интересная задумка и главное — действенная.

Ещё Анатолий рассказал, что лично с ним был случай, когда ему на пешеходном переходе в Таллине уступил дорогу президентский кортеж. И что недавно одного из министров Эстонии сняли с должности только за то, что тот использовал служебную машину для перевозки своих родителей на дачу. Ну разве это не сказка? Не в смысле, что Анатолий сказочник, а в том, что нам в России подобное и не снилось.

За разговорами магазин стал уже закрываться, мы попрощались с Анатолием и вернулись в отель.

Латвия

Утром 3-его января выехали в направлении Риги. Сейчас границы между странами, естественно, нет, но следы её недавнего наличия сильно заметны — все таможенные здания и постройки на месте, и складывается впечатление, что до сих пор используются для каких-то целей.

Дорога в Латвии стала чуточку похуже, но всё равно хорошего качества. Оцените сами.

Стул для сказочного Великана?

На круизе допустимые 93 км/ч, дизель шуршит…

и вдруг в какой-то момент справа за лесом блеснуло море, Лена аж подпрыгнула от восторга. Нашли парковочку на берегу, остановились.

Погуляли по пустынному пляжу.

«Сосны на морском берегу» (В.Цой).

Кроме нас, на песке обнаружилось ещё одно живое существо:

Диаметр раковины — примерно 7 мм.

Несмотря на сильнейший, пронизывающий холодный ветер, оторвать мою супругу от моря оказалось почти невыполнимой задачей :).

Добрались до Риги, едем уже по городу, я поймал одну из местных радиостанций. В паузе между музыкой передают дорожную информацию: «Уважаемые водители, в таком-то и таком-то районе Риги, на таких-то улицах в данный момент образовались огромные пробки. В каждой из этих пробок вы можете потерять до 7 минут». «Карнивал» чуть не взорвался от нашего смеха! :). Это ж разве пробки? Это сказка!

Часам к 15 добрались до нашего рижского отеля. Он оказался прямо напротив арены хоккейного клуба «Динамо» (Рига).

Вот это я угадал, когда бронировал! Жалко, что во время нашего пребывания в Риге домашних матчей «Динамо» не играло, а то бы обязательно сходили поболеть. Зато зашли в фанатский магазин КХЛ, купили ребёнку настоящую клюшку с символикой рижского клуба, а себе замечательные футболки.

Бросили чемоданы в номер, сняли наличку в ближайшем банкомате (курс 1 лат примерно 59 рублей) и отобедали в местном кафе. Поскольку район этот совсем не туристический, то цены очень гуманные. Порции по размеру не огромные, но осилили мы их с трудом.

До старого города добрались пешком за 30 минут. Весь вечер гуляли по улочкам и наслаждались праздничной атмосферой.

Яковлевские казармы.

Шведские ворота — единственные в крепостной стене, сохранившиеся в первоначальном виде.

На улице в конце Яковлевских казарм мы зашли в сувенирный магазин, купить магнитик и ещё что-нибудь посмотреть. Две девушки-продавщицы лет по 17-18 хорошо говорят по-русски, торговля идет бойко, покупателей много. К продавцам подходит мужчина, начинает разговор на приличном английском, задаёт какие-то вопросы по поводу разных сувениров. После покупки ему что-то не понравилось в чеке, он стал разбираться с продавщицами. Остальные покупатели ждут. Девушки терпеливо отвечают, хотя видно, что дается им это хуже, чем русский, слова приходится подбирать. Наконец, все его проблемы разрешены, он отходит к своей семье… и продолжает беседу с женой на чистейшем русском. Мы не поняли, что бы это значило. Для чего надо было ставить продавцов в неловкое положение? Себя показать или стыдно, что русский?

«Три брата» названы так по аналогии с таллинскими «Тремя сестрами». Каждый из «братьев» показывает различные периоды развития строительства жилых домой средневековой Латвии. В темноте цвета искажены, на самом деле дома зеленый, желтый и белый.

Рижский замок, резиденция президента Латвии.

Мост через Даугаву.

На набережной Даугавы увидели такой памятник — великан держит на плечах мальчика:

Оказалось, что эта экспозиция посвящена легенде основания города.

В глубокой древности в Даугаву впадала речушка Ридзиня. Когда людям надо было переправляться через эту речку, то их на своих плечах переносил Великан, потому что ни моста, ни парома не было. А жил Великан в пещере возле Карловых ворот. Однажды в темную-претемную ночь Великана разбудил громкий зов. Великан поднялся, но в темноте ничего не мог разглядеть. Он засветил фонарь и озарил ночную тьму. На другом берегу Великан увидел нищего мальчика, который громко плакал и просил перенести его через реку. Великан перешел речку, посадил мальчика на плечо, перенес его в свою пещеру и постелил ему постель. Наутро ребенок исчез, а его ложе превратилось в чистое золото, которое Великан хранил в большой бочке. Вскоре Великан умер, и на его золото был построен город Рига.

Сюжеты с ярмарки на Домской площади.

Мусорные баки, временно превратившиеся в весёлых снеговиков.

Живые овечки.

Съедобные картины на шоколаде.

Ещё одна ярмарка на другой площади.

Здание Малой купеческой гильдии.

Дом «Братства Черноголовых».

Обратно в гостиницу вернулись на автобусе.

На 4-е января у нас была запланирована поездка в Юрмалу и ещё в одно место. За въезд в Юрмалу необходимо заплатить 1 лат в специально отведённом месте, которое по незнанию можно и проскочить. Но мы об этом были осведомлены заранее, так что во все глаза смотрели по сторонам. Заметили этот пункт оплаты, разобрались с терминалом с помощью местного водителя и заехали в город.

Припарковались на бесплатной стоянке вдоль какой-то улицы и пошли искать знаменитый концертный зал Дзинтари. Он оказался закрыт на реставрацию, кругом кипит стройка, всё перерыто. Поэтому как-то не состыковались у меня в голове картинки концертов и «КиВиНа» из телевизора с увиденным в реальности.

Прогулялись по пешеходной улице Йомас, купили сувениры с янтарём. Хоть и зима, а туристов и отдыхающих довольно много. Представляю, что здесь творится летом.

Вышли на пляж к Черепахе, которая стоит возле отеля Baltic Beach.

Как во всех подобных местах, к фигурке не подойти. Каждый считает своим священным долгом куда-нибудь на неё залезть, что-нибудь потереть на счастье, переснимать всю семью и друзей по одному, а потом всех вместе, а после этого ещё стоять здесь же и разглядывать на мониторе фотоаппарата, получились ли фотки. Застать такой монумент хотя бы на секунду без вездесущего туриста — большая редкость и удача.

Я своего шанса так и не дождался, пришлось вежливо, но настойчиво попросить народ оставить Черепаху в покое хотя бы на две секунды.

Потом погуляли по пляжу, подышали свежим воздухом из смеси моря и леса.

В целом Юрмала понравилась. Как бы застывший в 80-х годах прошлого века курортный городок, высоченные древние сосны, море, янтарный песок, какой-то душевный покой и умиротворение. Наверно, здесь хорошо жить на пенсии. Говорят, что половину домов в Юрмале уже скупили россияне. А домики там милые и на любой вкус:

После Юрмалы поехали дальше, на 35-й километр трассы Слока—Талси, где 15 августа 1990 года погиб певец и композитор Виктор Цой. Я уже рассказывал в иранском отчёте, что Лена с детства является горячей поклонницей Цоя и группы «Кино». Несколько лет назад она побывала на его могиле в Питере, а когда было решено, что мы поедем в Прибалтику, попросила меня обязательно заехать на это место.

Под песни группы «Кино» проехали оставшиеся километры. Вот он, тот опасный закрытый поворот.

Всё как на виденных мной фотографиях в Гугле, только людей здесь сейчас нет. У подножия памятника стоят свечи, горит лампадка, лежат свежие цветы.

Отдали дань памяти артисту и развернулись обратно.

На въезде в Ригу устроили шопинг в огромном торговом центре. Тут тоже всё красиво украшено по случаю нового года, и на улице, и внутри.

Набрали домой несколько видов фруктового сидра, который мы очень уважаем. Вот уж не думал, что его продают, а тем более производят в Прибалтике. Пива разного тоже в корзину положили, литр глинтвейна, рижский бальзам само собой, а вот вина в этот раз договорились не брать — его ещё из прошлых поездок дома много осталось. Но тут от одной из витрин ко мне подбегает Лена и радостно говорит: «Там «Киндзмараули» есть!». А ведь точно, мы же не в России, здесь-то грузинское вино не под запретом. Ну, против такого соблазна мы, конечно, не смогли устоять, тем более, что на целую кучу разного алкоголя действовала скидка по акции и бутылка «Киндзмараули» на наши деньги вышла около 100 рублей. (Кстати, обалденное вино оказалось. Когда вернулись из отпуска, к нам в гости пришли друзья. Пить они не хотели, но как узнали, что мы им предлагаем «Киндзмараули», резко передумали :)

Кроме напитков, традиционно набрали продуктов местного производства — копченой колбасы, сыра, конфет, шоколадок, печенья.

Здесь же, в кафе супермаркета, вкусно пообедали и отправили приятелю в Пермь из почтового отделения при магазине очередную открытку с видами Латвии, пополнили его коллекцию открыток.

Добрались до отеля, выгрузили покупки и вечером снова гуляли по старой Риге. До чего же красиво там, особенно вечером! Одних ёлок каких только нет!

А это хоть и не ёлка, но тоже с украшениями:

Уже пошли в сторону автобуса по берегу канала, как вдруг увидели на льду какие-то тёмные кочки, контрастно выделяющиеся на светлом фоне. Весь лёд был буквально усеян ими. Лена предположила — наверное, утки. Я возразил: «Утки в январе на льду? Не может быть». Подошли поближе и точно — сотни уток сидят неподвижно на поверхности замёрзшего канала, такое впечатление, что они как плавали здесь осенью, так и вмёрзли в лёд.

Но нет, если приглядеться — то одна пошевелит лапами, то другая головой мотнёт.

«А где вода-то?».

Чуть дальше колонна птиц шлёпала ластами по тротуару и выпрашивала у прохожих еду. Лена попыталась подобраться с фотоаппаратом поближе.

5-го утром снова поехали на автобусе в центр, смотреть город уже при свете дня.

Монумент Свободы.

Часы «Лайма» названы так в честь кондитерской фабрики, а не Вайкуле, как я сначала подумал.

Пороховая башня.

Обнаружили памятник Бременским музыкантам, мимо которого ходили вчера в темноте и не увидели.

Поднялись на башню церкви Святого Петра (4 евро билет), полюбовались на Ригу сверху. Ветер там страшный. Лифт ходит на смотровую площадку каждые пять минут (пешком подняться нельзя), но дольше наверху никто и не выдерживает.

Не в обиду другим замечательным и красивым городам, но вид Риги с высоты нам понравился больше всех остальных городов, которые мы раньше видели. Даже лучше нашей любимой Праги.

Нашли известный «Кошачий дом», про который экскурсоводы любят рассказывать самую яркую городскую легенду.

Якобы один богатый рижский купец очень хотел, но никак не мог вступить в Большую купеческую гильдию. Тогда он нанял известного архитектора, чтобы тот построил купцу роскошный дом рядом со зданием гильдии, но и это ему не помогло. В итоге торговец разорился и предпринял акцию психологического возмездия — он установил на башенках своего дома две металлические скульптуры чёрных кошек с выгнутыми спинами и задранными хвостами. Причем, задней частью туловища кошки были обращены точно на окна старейшины Большой гильдии. Поза кошек недвусмысленно как бы говорила о том, что какать хотел купец на старейшину и всё его почётное общество (даже само слово «кошка» по-латышски будет kakis).

Как ни странно, но этот недипломатический акт попал в самое уязвимое место, и купеческое общество начало судиться с торговцем. Но здесь они просчитались — судья оказался хорошим другом владельца кошачьих скульптур и в приговоре со всей ответственностью заявил, что кот — свободное животное, которое гуляет само по себе, поворачивается, куда ему вздумается, и вообще без этих скульптур Рига утратит часть своего архитектурного богатства.

В результате строптивого купца приняли-таки в Большую гильдию, и тогда он развернул своих кошек «лицом» к зданию гильдии.

На одной из площадей старого города группа молодых ребят организовала импровизированный концерт на духовых инструментах. Не знаю, что за музыку они играли, но звучала она так по-молодому задорно и вдохновенно, что я был готов стоять и слушать очень долго. Положил им в чемодан пару лат.

Зашли в одну из многочисленных кафешек попить ароматного горячего кофе с вкуснейшими плюшками, заодно полюбовались красивыми картинами из окна кофейни:

К 15-ти часам мы целенаправленно пришли к Латвийской Академии искусств.

Ещё в процессе подготовки к поездке я узнал, что 5-го января в Риге отмечается своеобразный день рождения Шерлока Холмса, ибо именно в этом городе снимался наш советский фильм про знаменитого сыщика с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях.

Любой желающий может прийти на праздник в костюме одного из героев фильма. Сбор участников был назначен у входа в академию.

Зевак, конечно, собралось на порядок больше, чем участников, и вся эта дружная толпа организованно направилась на Домскую площадь.

На площади у них прошел конкурс на лучшего героя: лучший Холмс, лучший Ватсон, лучший инспектор Лестрейд и т.д., концерт художественной самодеятельности и выставка собак. Одновременно с этими мероприятиями некоторые из миссис Хадсон угощали всех желающих (за символическую плату) овсянкой с джемом. Мы тоже попробовали, хорошо пошла кашка. И даже телеканал «Россия» здесь отметился.

Многие персонажи с удовольствием позировали перед объективами фотокамер. Тут же на костре в большом котле варили и разливали глинтвейн.

Пока мы стояли в очереди за кашей, наблюдали перед собой интересную даму, нашу соотечественницу. Вся одежда на ней, кроме меховой шапки, была золотая — короткая дублёнка с позолотой, золотые сапоги, позолоченная юбка, но больше всего нас поразили её перчатки. Они были чёрные, но почти по всей наружной поверхности кисти и пальцев были нашиты или приклеены золотые пластинки, по типу чешуек на рыцарских доспехах. А когда женщина сняла перчатки, чтобы что-то сфотографировать, обнаружилось, что все её пальцы увешаны перстнями, как новогодние ёлки игрушками. Разумеется, маникюр тоже был золотой. Просто золотомания какая-то, как у сороки.

Мы ещё немного погуляли до темноты. Как я понял, какой-то из двух первых домов (на снимке ниже) сыграл роль дома на Бейкер-Стрит в фильме про Шерлока Холмса.

Дом «Братства Черноголовых».

Ратушная площадь и церковь Святого Петра, на купол которой мы поднимались.

Памятник латышским стрелкам, личной гвардии Ленина.

Кафе «Ленинград».

Гербы латвийских городов.

Когда стемнело, поехали в гостиницу. На остановке увидели вот такую социальную рекламу:

Надписи на бутылке: «Коньяд. Смешано в бидоне. 0,5 жизни, 40% риска, 5 лет больничного режима».

6-ого утром выехали в направлении Вильнюса, где нас уже ждали родственники наших пермских друзей, которым мы везли из дома подарки. Но по пути туда решили ещё посмотреть крепость в городе Бауска.

Сходили в музей крепости, туристов почти не было, не спеша всё посмотрели. На последние латы купили вкусное пирожное в местном кафе.

Коллекция старинной женской обуви в музее крепости.

Литва

Дороги в Литве тоже отличные. До Вильнюса идет скоростное шоссе с раздельными полосами и ограничением 110 км/ч (летом 130 км/ч).

В Вильнюсе я первый и последний раз в течение поездки заправил машину европейским топливом, залил 30 литров, чтобы хватило на Литву и Польшу. Стоимость литра солярки примерно 4 лита, курс — 1 лит/около 12 рублей.

Родственники наших друзей живут на окраине Вильнюса, в частном секторе, в большом доме, который мы без труда нашли по навигатору. Совершенно незнакомые нам люди, но устроили такой классный и тёплый приём, что мы до сих под впечатлением. Хозяина зовут Роман (по-литовски Ромас), его жену — Оксана.

В наше распоряжение выделили весь первый этаж, тут же накормили, напоили, обсудили наши планы. Роман предложил сопровождать нас все три дня по всем достопримечательностям, показать Вильнюс, Тракай и Каунас и тут же начал претворять эти предложения в жизнь.

На своей машине он прокатил нас по центру Вильнюса. Первым делом завёз в костёл Петра и Павла, где как раз проходила служба по случаю праздника Трёх королей (католического Богоявления или Крещения Господня). Мы с удовольствием послушали звучание оргАна и церковное пение, полюбовались великолепными лепными украшениями храма.

Потом посмотрели памятник Гедиминасу — основателю Вильнюса, погуляли по старому городу.

В отличие от Таллина и Риги, здесь не было традиционного рождественского базара, только небольшой шатёр покрывал лотки с кофе и сладостями.

Пока Лена фотографировала очередную церковь, а мы с Романом стояли неподалеку, к нам подошел мужчина и начал рассказывать, что это за храм, когда и по какому поводу он был построен. Прочитав небольшую, но интересную историческую лекцию, пожелал счастливого Рождества и ушел.

Роман рассказал нам, что с кем-то из его друзей в Норвегии был случай, когда друг фотографировал на обочине дороги какой-то красивый пейзаж, а проезжающая мимо машины остановились, чтобы не мешать. Лена эмоционально отреагировала: «Да ладно!».

И вот, ходим мы по Вильнюсу, ищем известный ресторан с медведем, про который Лене рассказал коллега. Сначала была мысль покушать там, но Роман отговорил. Находится ресторанчик на ответвлении от площади, улочка узенькая, и чтобы сфотографировать медведя, пришлось перейти на другую сторону. Лена навела фотоаппарат, но сделать снимок не успела, решила пропустить ехавший мимо Nissan Murano. И тут водитель останавливается и показывает: «Снимайте». Оказывается, и правда так бывает. Приятно! Поблагодарили вежливого автомобилиста, сфотографировали мишку и пошли дальше.

Нагулявшись и немного подмерзнув на прибалтийском ветру, вернулись домой, где нас ждал шикарный ужин от Оксаны, закончившийся вручением хозяевам пермских подарков, и застольное общение.

С утра Роман приготовил нам завтрак, потом повёз на экскурсию по городу. Начали с музея в башне Гедиминаса, затем поднялись на её крышу.

Потом посмотрели потрясающий шедевр литовской готики — костёл Святой Анны, который расположен перед костелом бернардинцев, образуя с ним единый архитектурный ансамбль.

Костёл Святой Анны, за ним костёл бернардинцев.

Около костела увидели образцы уличного творчества — обвязанные деревья.

Городские зарисовки:

Восстановленные остатки крепостной стены.

Памятник Гедиминасу.

Вильнюс — город красивых и разнообразных церквей. Вот небольшая часть из них:

Пообедали и согрелись в уютном национальном кафе.

По совету Романа попробовали литовское блюдо — цепеллины, ещё какие-то вкусности, не помню названий, а также по бокалу отличного разливного пива. Сервис был отличный, а плотный обед на троих в центре старого города обошёлся нам примерно в 1100 рублей. А теперь вспомните Эстонию и сравните.

До вечера за прогулками и разговорами на разную тему время пролетело очень быстро. По пути домой заскочили в магазин, где купили вот такие литовские сладости.

Эти штуки по-литовски называются sakotis, переводится как ветвеник, от слова «ветки». Очень вкусные.

Вечером нас ждал визит в гости к маме Романа — Любе, которая живёт на соседней улице, радушный приём и опять объедание чудесной домашней пищей.

8-го января Роман повез нас в Тракай и Каунас. В Тракае посмотрели замок.

Территория внутри замка

В очередной раз убедились, как хорошо ходить самостоятельно, а не с экскурсией. Мы осматривали один зал, когда мимо нас пронеслась очередная группа с тараторящим гидом. Пока мы разглядывали каждый экспонат, группа пробежала уже четыре зала и скрылась.

В музее замка выставлена коллекция курительных трубок, которой позавидовал бы, наверно, сам Сталин. Вот несколько примеров из сотен трубок:

Также представлены большие коллекции стеклянной посуды, изделий из бисера, старинных печатей и много чего ещё.

Я бы не отказался одной из таких печатей акты на работе проштамповывать.

Сувениры в магазине при замке.

Тракай является местом, где проживают караимы.

Более 600 лет тому назад с литовским князем Витаутасом около 400 семей крымских караимов попали в Литву, в г.Тракай, тогдашнюю столицу государства. Крымских караимов князь наделил землей. Они охраняли замок Витаутаса и занимались земледелием. С тех далеких времен крымские караимы пользуются в Литве доверием и уважением. У караимских домов по традиции до сих пор всегда три окна: одно для Бога, второе для князя Витаутаса и третье для самого караима.

После замка Роман завез нас в национальное караимское кафе. Основой меню являются кубинаи. Это такие особые пирожки с различной начинкой.

Пока ждали наш заказ, рассматривали у Романа литовские деньги.

На банкноте 10 лит изображены литовские лётчики (а точнее — американские литовского происхождения) — Стяпонас Дарюс и Стасис Гиренас, погибшие при совершении трансатлантического перелёта по маршруту Нью-Йорк — Каунас. Их самолёт «Lituanica» («Литва») разбился ночью 17 июля 1933 года на территории тогдашней Германии, в 650 км от цели. Тела пилотов похоронены в Каунасе на Военном кладбище, а сами они обрели посмертную славу национальных героев Литвы. У поэта Константина Бальмонта есть стихотворение «Имени смелых», посвящённое Дариусу и Гиренасу. Ныне их имя носят аэропорт в Каунасе, стадион в Вильнюсе и наверняка что-нибудь ещё.

В Каунасе мы съездили в очень красивый монастырь Пажайслис, расположенный на северном берегу Каунасского моря.

За прошедшие века монастырь успел побывать архивом, психбольницей, турбазой и много чем ещё, а сейчас здесь хозяйничают сёстры ордена Святого Казимира и охотно пускают к себе гостей, которых в этот день практически не наблюдалось: три машины на парковке, включая нашу, а одна из других — праворульная Honda Jazz с московскими номерами.

Мы купили билеты, получили от кассира небольшую карту-путеводитель по монастырю на литовском языке и спокойно всё осмотрели, даже спустились в крипту, где были захоронения.

Заглянули в колодец во дворе монастыря.

«Здесь нет никого?! А если я гранату брошу?».

После монастыря посетили единственный в мире музей чертей.

Фотографировать там запрещено, но Роман ради дорогих гостей несколько раз нарушил это правило.

Самый впечатляющий чёрт в музее.

Потом прошлись по старому городу, посмотрели несколько соборов и церквей, погуляли по набережной реки Неман…

…попили чай с пончиками на ратушной площади у ёлки. Сама ёлка довольно необычная. Вокруг неё крутятся забавные фигурки, сделанные из разных бытовых предметов. Например, из всяких старых часов и будильников, коньков, елочных игрушек.

А внутри ёлки пустое место по типу шатра и все ветки в пределах досягаемости облеплены записками с желаниями.

Потом Роман завёз нас в супермаркет, где находится мега-аквариум.

Ёмкость аквариума 170 000 литров, толщина стёкол до 30 см, в нём содержится более 800 тропических рыб, в том числе шесть акул.

Полюбовались на рыбок, и домой. В этот раз нас с Леной передали по эстафете тёте Романа — Наде, и снова был праздник живота и интересное общение за столом. :)

Милый олешек у Романа дома.

Очень душевные люди, спасибо им за всё! Пребывание в Литве в гостях у семьи Романа оставило у нас с Леной самые приятные и неизгладимые впечатления за всё время путешествия. Теперь мы вместе с друзьями ждём их в гости в Пермь с ответным визитом!

Польша

9-го утром Роман проводил нас на выезд из города, и мы взяли курс на польский город Тыкоцин. В польском лесу к привычным знакам «Осторожно, лоси /олени» добавились «Осторожно, медведи/волки/рыси». Добрались без приключений, если не считать единственного за всю поездку общения с полицией — где-то в Польше нас и ещё одну машину с белорусскими номерами остановили польские гаишники. Проверили документы и разрешили ехать дальше.

Перед Новым годом в Прибалтике и Польше случилось потепление, снег сошел, и это, видимо, послужило причиной для активизации кротов.

Почти все открытые пространства покрыты кротовинами, мы посмеялись, что весной будет легче перекапывать. Кротовьи кучки были даже около трассы.

Замок Тыкоцин, к сожалению, оказался закрыт без объявления причин, ограничились наружным осмотром. Симпатичное сооружение.

Замок восстановлен на фундаментах королевского замка Польского короля и великого князя литовского Сигизмунда II. В средние века укрепленный замок играл роль королевской резиденции, в нем содержался главный коронный арсенал, библиотека и сокровищница. Некоторое время в городе также действовал королевский монетный двор, расположенный на рыночной площади.

Из Тыкоцина какими-то сильно деревенскими дорогами, где две машины уже не разъедутся, выехали на автобан Варшава — Белосток и через несколько минут припарковались на платной стоянке у стен старинного костёла Пресвятой Девы Марии. Это, пожалуй, самое значимое историческое здание Белостока.

Внутри красота. В одной из ниш, вокруг рождественского вертепа, вывешены пожертвования — различные бусы. Выглядит очень торжественно. Хотелось бы запечатлеть на память, но из-за темноты снимок бы не получился, а фотографировать со вспышкой, когда рядом молятся люди, мы посчитали кощунством.

Вообще, этот город считается не очень туристическим, и наверно это действительно так — мы не смогли найти ни одного сувенирного магазина, чтобы купить магнитик в нашу коллекцию. Но центр города вполне такой приятный для прогулок.

Кроме костёла, нам также очень понравился дворец Браницких, в котором сейчас располагается медицинский университет.

Дворец Браницких.

Нагулявшись, поехали отдыхать в отель Santana на восточной окраине города, чтобы с утра сразу выехать в Белоруссию на КПП Бобровники.

За ночь Белосток завалило снегом, который с утра начал таять. По этой снежно-ледяной каше потихоньку добрались до таможни. Через 15 минут мы были уже в Белоруссии, это наш личный рекорд по прохождению границ!

Белоруссия

Тут же заправил полный бак солярки (цена 28 руб. за литр), задал «гармину» направление на Новогрудок и позвонил друзьям, что скоро будем.

Провинциальные дороги в Белоруссии, на удивление, тоже приличного качества, трафик почти нулевой, и через несколько часов мы добрались до места. Встреча у друзей прошла успешно.

Белорусские деньги.

11-го утром выехали в сторону шоссе Брест—Москва и по совету друзей заехали посмотреть Мирский замок. С удовольствием посетили замок и музей при нём, полазили по всем стенам, башням и подземельям.

Замок в начале реставрации в 30-ые годы прошлого века.

Макет Мирского замка.

Кусок стены специально оставлен как было.

Один из залов с красивым потолком.

В помещении гетто к нам подошел охранник и рассказал много интересного о замке. Оказывается, у него до сих пор есть официальные владельцы, живущие в Польше, но денег на содержание у них нет, поэтому они разрешили Белоруссии отреставрировать замок и превратить его в музей. В Мире до сих пор находят большое количество старинного оружия и лат, а местный пруд стал источником пополнения замковых коллекций. Еще охранник рассказал легенду о том, что во время одной из реставраций замка под полами были обнаружены два скелета, позже захороненные на православном кладбище. С тех пор в новогоднюю ночь в замке можно услышать звон мечей и стон.

К 22 часам доехали до Москвы. На МКАДе стали свидетелями (и чуть не пострадавшими) одной аварии. Я ехал в центральном ряду, в потоке машин, но на приличной дистанции от фуры впереди. Скорость у всех примерно 80-85 км/ч. Какой-то торопыга-«шахматист» влез передо мной и фурой, чуть ли не под бампер грузовику. Я говорю Лене: «Сейчас ещё кого-нибудь подрежет» и интуитивно сбавляю скорость. Водила словно услышал мои слова — берёт резко вправо, а в том ряду шла на разгон легковушка. «Шахматист», видимо, хотел сделать ход конём, рассчитывая влезть в щель между фурой и легковушкой, но переоценил свои возможности — правым задним углом зацепил вторую машину. Мимо нашего «Карнивала», как в 3D-кино, промелькнули какие-то осколки и запчасти от обеих машин. По счастливой случайности, ни один ошмёток не попал в машину. И крупно повезло ещё, что этот гонщик всё-таки пролез в щель, а то бы как развернуло его от удара, да поперёк моей полосы... Даже сейчас, спустя 2 месяца, думать об этом не хочется. Пострадавшая машина остановилась почти сразу, а виновник…, я сначала думал, что он вообще уедет дальше, как ни в чём не бывало, но метров через 500 до него дошло, и только тогда он прижался к правому бордюру.

Заночевали у моего однокашника в Балашихе, потихоньку отходя от пережитого шока.

12-го с утра выехали в Пермь. Больше приключений на дороге с нами не было, хотя другие аварии иногда попадались. Особенно много фур, улетевших с трассы.

В Костроме отмыли «Карнивал» от московской соли и грязи. Спали урывками в машине, когда сил ехать больше не было. В этот раз за бортом морозило ниже 20 градусов, поэтому движок не глушили.

13-го вечером опять на час встали в пробке на трассе за 60 км до Перми. Как путешествие началось, так оно и заканчивается. Но самое главное, что мы живы, здоровы и готовы к новым поездкам и впечатлениям.

Краткие итоги:

1 000,00 руб.

Итого:

46 149,00 руб.

Остальное — питание, сувениры, музеи, покупки — приводить не буду, поскольку у каждого эта статья расходов сугубо индивидуальна.

Пробег получился около 6500 км, средний расход 8,09 л на 100 км.

По машине: «Карнивалов» в Европе довольно много, поэтому наш автобус ни у кого удивления не вызывал. Самый народный минивэн в Прибалтике — это «Крайслер-Вояджер». В каждом дворе их не по штуке стоит и на улицах встречаются чуть ли не колоннами.

Путешествовать на «Карнивале» зимой оказалось не менее приятно и комфортно, чем летом. Мы даже в шутку окрестили его передвижной четырехкомнатной квартирой: багажник — это кладовка, третий ряд — спальня, второй ряд днём у нас был кухней и столовой, а ночью гостиной (превращался в диван для меня), ну а первый ряд — это как бы рабочий кабинет. :) На третьем ряду спала Лена и потом жаловалась, что там жарко, как в бане.

По ценам в Прибалтике — на наш взгляд, цены пониже в Литве, в Эстонии самые высокие.

Если сравнить эти страны, то они как три родные красавицы-сестры — вроде и похожи, но в то же время совершенно разные, со своим индивидуальным характером и особенностями, и по-своему привлекательны. Если вдруг вам представится возможность побывать там или есть такое желание, но терзают сомнения — не раздумывайте, смело отправляйтесь.

P.S. Поставил финальную точку в рассказе и в очередной раз осознал, что съездить куда-то легко, а вот написать потом отчёт — это гораздо труднее… Если бы не поддержка Лены, этот отчёт, скорее всего, никогда бы не увидел свет.

Спасибо, что прочитали. Всем удачных путешествий!

красотища

Отличный новый год. Молодцы, хорошо встретили.

Замки крутые

Очень интересная и познавательная поездка получилась и бюджетная, и повидали большинство знаковых мест этих стран. За прекрасный отчет и интересное путешествие однозначно +5.

молодцы!!!И написанно хорошо!!!удачных следующих путешествий...
Мой отзыв: Toyota RAV4 2013

СУПЕР!

Замок Тракай очень сильно напомнил декорации к игре Serious Sam Second Encounter.
Nissan Presage TU31 QR25 2003
Мой отзыв: Nissan Datsun 1989

Отлично, познавательно, спасибо!Автор, скажите- после Кирова где-то в районе Шарья Вы на север ушли- это сознательно, так дорога лучше?Просто планируем схожий маршрут- интересует состояние дороги

Горловка
Читаю название, а потом начало вашего рассказа( где вы выезжаете 28 января) и на минутку зависаю))) потом понял что это декабрь))). Отличная повесть очень подробно и интересно, и буквально по тем же местам где у нас с Натальей ещё свежи впечатления. Многое себе пометил по всем трем столицам Прибалтики и даст бог воспользуюсь этим Новым Годом.
Елка Каунаса тоже удивила, похоже там ежегодно под Новый Год выставляют новые модели, всегда удивляя туристов. Кто то в мерии большой затейник )))

Красивые фото! Зачет!

Полностью согласен. Ещё в Великую отечественную сопротивляться не нужно было, уже бы все баварское пили, да, защитничек? Ваенный тапограф, мля.
Toyota Sequoia 2001, 2UZ non-VVTi

Замечательные каникулы. Отличные фотки.

А сколько по времени у вас дорога заняла от Таллина до Риги? АЗС там по пути много?
Мой отзыв: Toyota Corolla Fielder 2007

Алексин
Слесарь Иванов:
Действительно,зачем защищать своего производителя?А ведь это рабочие места не только в Тольятти и Нижнем,но и в Скопине,Владимире,других наших городах и городках,где производится масса комплектующих..Хотя для красного словца сойдет.

АлександрFCSM72:
Действи тельно,зачем защищать своего производителя?А ведь это рабочие места не только в Тольятти и Нижнем,но и в Скопине,Владимире,других наших городах и городках,где производится масса комплектующих..Хотя для красного словца сойдет.
Давайте создадим в Тольятти и Нижнем,но и в Скопине, Владимире,других наших городах и городках заводы по изготовлению человеческого*****а - кала. Ведь это рабочие места

Автор отзыва красиво отразил умную мысль, которая отражает нашу суровую российскую действительность. И не надо развивать ссору на "проблемную" тему, которая тыщу раз перетерта

Слесарь Иванов:
при чём здесь война и автозавод ? Автор написал, что в свой автозавод не надо вкладывать миллионы ( что-бы не развалился ), а лучше купить за бугром, дешевле выходит.

Джо Трибиани:
Расстояние в райне 350км.Так что если в Таллине заправишься до Риги хватит.Заправки конечно в наличии.Цены в Эстонии в евро,в Латвии в латах.1 лат ок.55-60руб.

BARNAUL
Чтоб я так жил, за фото и отзыв 5.

Gorillaz:
да, сознательно так поехали, до Питера это самый короткий маршрут от нас. И трафика там почти нет, кроме окрестностей Вологды. На участке от Шарьи до Никольска есть кусок убитой дороги, не помню протяжённость, может 20-30 км. Но зимой там не так страшно ехать - ямы нивелировались снегом. А дальше вполне сносно.

да, Сергей, я писал в комментариях к вашему отчёту, что мы почти пересеклись в Прибалтике :)) Мы тоже после прочтения вашего рассказа загорелись съездить в Прибалтику ещё раз ))) Очень там приятно отдыхать и путешествовать.

Скорей бы зима :)))) Отчет интересный.

Молодцы!!!!Удачи!

Спасибо за познавательный отчет и прекрасные фото. Что за аппарат, очень четкие фотографии передача цвета на высоте. Молодцы.

П. Камчатский-Минск
Аквариум в находится в огромном супермаркете в г. Каунас. А то по тектсу получается что про Вильнюс написано.
Рекоментдую заехать летом еще в Клайпеду и обязательно съездить на куршскую косу и в г. Паланга в музей янтаря

Solromka:
спасибо, учтём ваши рекомендации. Тем более, что у семьи Романа дача под Палангой, и они нас туда приглашали летом.

ВасильИв:
Что за аппарат, очень четкие фотографии передача цвета на высоте. Молодцы.
аппаратов было два - у жены мыльница Никон, у меня старенькая зеркалка Sony Alpha a550 c объективом Konica Minolta 2,8 28-75

Горловка
ВасильИв:
Мне кажется качество фоток ещё зависит от формата, точнее от типа документа в котором сохранили текст и фотки. Было бы здорово если бы спецы ДРОМа написали бы свои рекомендации. У меня например все отчеты сохранены и отправлены на Дром в Word 97-2003 , но потом когда просматриваю свой отчет понимаю что фотки очень сильно качество потеряли. Пробовал писать в RTF - отчет получается жутко тяжелый. Интересно кто в каком формате отсылает? И фотки ужимаете уже в тексте, или сначала уменьшаете и потом вставляете? В общем соц.опрос )))

я тоже в Word-е пишу отчёты и на Дром отправляю. Фотки предварительно уменьшаю и вставляю в текст как рисунок. Что с ними делают на Дроме - тоже интересно ))
Ещё сильно зависит от монитора, кто на каком отчёт читает. У меня, например, на рабочем компьютере фотки гораздо красочнее, чем на домашнем ноутбуке.

Родион, Лена, молодцы! Отлично отдохнули, многое увидели!
Чисто в вашем стиле. Заранее все четко спланировано, исполнено, а потом изложено.
Отсюда, и результаты - что в прошлогоднем совместном иранском, что в этом путешествиях. С вами, - хоть на край света. Да, если еще на вашем "корабле"...

Молодцы! Прекрасная поездка и отличный отчет.

P.S. А как же эстонские-латышские фашисты и националисты-то??
Неужто не ходят колоннами эсэсовцы и прочие "лесные братья"?
А то наших политиков послушаешь - так в Прибалтику ездить просто страшно :-)).

хабаровск
ШИКАРНО ,БРАВО!!! БЛИН КУДА МНЕ ЕХАТЬ ,В КИТАЙ НА МАШИНЕ НЕ ПУСКАЮТ(((

JokerSL:
А как же эстонские-латышские фашисты и националисты-то?? Неужто не ходят колоннами эсэсовцы и прочие "лесные братья"? А то наших политиков послушаешь - так в Прибалтику ездить просто страшно :-)).
ничего подобного замечено не было, даже намёка. Разве что музей оккупации у них имеется в каждой республике, но мы в такие музеи не ходим.
А насчёт политиков и их пропаганды - давно уже замечено, что надо послушать политиков и сделать наоборот ))) Об этом убеждают рассказы дромовцев о поездках в Иран, Грузию, ну и Прибалтику тоже сюда можно отнести.

И еще один вопрос, извините если глупый, но бывалого путешественника грех не спросить- как с грин картой вопрос решается?Если на визу за 3 месяца можно подавать а грин карта за 30 дней только делается.То есть я понимаю что ее например на полгода можно сделать и не парится- но цена вопроса тогда не интересная совсем. Спасибо

Вы о какой грин карте?

Джо Трибиани:
Вы о какой грин карте?
Страховка автомобильная.Для Европы. На визу я за 3 месяца могу документы подать а страховка эта за 30 дней до поездки оформляется.И получается что если мне к примеру ехать в августе то на визу надо подавать в мае- а для подачи документов автопутешественникам нужна страховка ( гринкарта) а ее можно получить за месяц до поездки.Следовательно и на визу придется только после получения этой страховки подавать, то есть за месяц- а лето тур сезон и есть шансы физически не успеть получить визу во время!Но люди же как-то решают это?

Gorillaz:
Да, вы правы, есть такая проблема. Но в нашем случае было проще - мы получали визу через одну пермскую контору, которая сама занимается подтверждением пребывания, билетами и пр, только деньги плати. Как я понял, они оформили для нас билеты на самолёт (а потом их отменили), поэтому грин-карта не потребовалась, и мы спокойно её сделали перед самым отъездом.

Для качественных фото необходимо: зеркалка+светлая оптика+умение. А форматы здесь не причем

Хороший отчёт, правда немного однообразный.

Молодцы хорошо прокатились!!!

Ну очень интересно рассказываете,прямо снова там побывали.В старой части Таллина есть несколько ресторанов в котором мы были,Old Hansa, Beer Haus и т. д. Помню лет 7,8 назад туда зазывали а года 3 назад чтобы зайти в очереди простояли. В основном посетители наши. А Москва , ну что сказать все так и есть вот так и живем. Почти 30 лет езжу в Москве все хуже и хуже. Между прочим среди этих гонщиков немало машин из регионов.

ZakirKH:
Мы знали про популярность названных Вами ресторанов, туда действительно очереди стоят на улице, чтобы зайти. Поэтому мы и выбрали заведение поспокойнее.
А про Москву...наверняка Вы правы, что много машин из регионов, потому что, к сожалению, не всегда можно объехать её стороной, как бы сильно нам провинциалам этого не хотелось. Но если уж приходится ехать по МКАДу, то подгадываю по времени, чтобы проскочить Москву ночью. Да и то не всегда помогает ))

Молодцы! Хороший информативный отчет!

Это да.
Чванливость отдельных представителей по отношению к Москве часто зашкаливает. Хотя большая часть "москвичей" это недавно перебравшиеся. Видимо тут какая-то связь.

То что чел говорил по английски, а не по русски с продавцами это естественно. Видимо пару раз нарвался на "не понимаю по вашему"
Вообще в прибалтике с аборигенами приятней говорить на немецком языке. Вся неторопливость куда-то пропадает :)

Дубна, МО
Отличный отчет, приятно читать - очень здорово передана атмосфера "рождественской ярмарки".

Активно думаем с женой про похожий маршрут.

Есть один вопрос: какая у вас была резина? Слышал, что с шипами могут возникнуть проблемы при пересечении границы.

Здорово!

Отличненько!

классно) тоже планируем Прибалтику в след.году) интересно было почитать)