Течение нашей жизни (из Восточной Украины в Западную на «классике»)

04.03.2013 | 14219 просмотров

«Изначальная точка нашей жизни — это роддом.
А конечная точка нашей жизни — это морг.
А между ними треть жизни мы пашем на заводе родном
А между ними треть жизни мы спим, помолившись перед сном..»

Это не мои слова. Это куплет из песни «Сектор Газа». В принципе, согласиться с данным куплетом можно. Так оно и есть, если не рассматривать Жизнь во всем ее многообразии. Но, слава Господу Богу, Жизнь гораздо более прекрасна, чем описано в этом куплете!

Есть достаточно радостей, больших и маленьких, которые заполняют оставшуюся треть. У каждого радости — свои, я же здесь опишу то, к чему стремимся мы, когда приходит свободное время — путешествия.

Путешествиям мы предаемся разным. Пешие походы, с рюкзаком по лесам и горам… — классика туризма, которая всегда останется классикой, как Моцарт в музыке.

Велосипедные походы — в них я езжу один. Это способ отдыха, приемлемый не для всех, но очень классный, интересный и насыщенный, как по мне.

И наконец, самый скоростной, самый комфортный, позволяющий наибольше увидеть, самый попсовый вид туризма — автотуризм. О котором и пойдет речь в этом повествовании.

Лето 2010 года. Все мы помним это аномально жаркое явление Природы. Москва задыхается в дыму, горят российские леса. Наше украинское МЧС реально не пускает людей в леса, стоят посты, ходят наряды. Ты сидишь в офисе, за окном +42 С˚ в тени. Душное марево стоит густой стеной сразу за порогом здания. Воздух раскален и тягуч, дышать полной грудью просто неприятно. Очищенная вода из 20-тилитровых баклаг на каждом этаже исчезает уже к обеду… Фразу: «Вода — основа жизни», начинаешь на собственном опыте понимать буквально.

Думать о каком либо выезде в выходной день хотя бы за город — не хочется и думать!

Именно в такой обстановке, когда работа после полудня тоже не движется, оформился в голове, был просчитан по всем раскладам и предоставлен на обсуждение заинтересованным сторонам проект осеннего путешествия в октябре по Западной Украине. А учитывая ограниченность во времени и желание посетить некоторые, достаточно удаленные друг от друга места и местности, вариант был предложен самый попсовый — поехать на машине.

В двух словах: в Украине нет мест, более привлекательных, чем Западная Украина. Это мое сугубо личное мнение, которое, конечно, не претендует на общую истину, но и отказываться от него я не намерен. Посему мною был просчитан маршрут, включающий в себя и Полесье, и Карпаты и Закарпатье.

Изначально нас собиралось ехать трое. Однако, чем ближе к моменту выезда, тем больше становилось препятствующих факторов у одного из нас. Которые, в конечном итоге, привели к тому, что бойцов осталось двое. Но полных решимости свершить то, что было задумано, без никаких поблажек.

Пару слов о команде, которая, презрев намечающееся осеннее ненастье, поехала по Украине.

Александр Зее (Днепропетровск) — автор этих строк, большую часть года — офисный «трудяга», а меньшую — вело-пеше-автотурист. За плечами меньше, чем хотелось бы, но все же: пеший Кавказ, пеший Байкал, Карпаты (регулярно), Крым (регулярно), одиночки по Полесью (регулярно). Нескромно, но скажу — организатор всего этого дела.

Григорий Студенко (Дружковка, Донецкая обл), он же Граф — аристократ и творческая личность. Наилучше среди нас экипирован и отличается графскими манерами даже в походе (регулярно брился там, где я отпустил моджахедскую бороду), а также отличными водительскими и певческими способностями.

Опыт длительной автопоездки у нас уже был. В прошлом году мы проехали тоже в октябре и тоже по Западной, но несколько другим маршрутом, на Гришином Ford Focus. Хорошая машина — Ford, но низкая у нее посадка, несколько раз за поездку неплохо почиркала днищем о различные камни и колдобины наших замечательных проселков.

К осенней поездке этого года Ford был технически не готов. Посему ехать решили на «классике» — ВАЗ-2105, с двигателем 1,3 л. Не столь быстро и комфортно, как на «Форде», но — на колесах, и дорожный просвет у «классики» выше, что явилось достаточно весомым аргументом. Мы ведь не только по асфальту рассчитывали кататься.

Раз уж нас осталось двое, то машину загружали от души. Я придерживаюсь принципа максимальной автономии в любом путешествии. Путешественник не должен зависеть ни от кого и ни от чего…, грубо говоря: если ночевка застанет в холодах, снегах, дождях и без дров, то ты должен быть к этому готов. Ради этого иногда приходиться брать вещи, которые не пригождаются…, ну и слава Богу! Осознание готовности к природным проявлениям весьма поднимает боевой дух и расширяет твои возможности.

У нас был достаточный запас воды, различной экипировки, баллон с газом, продукты, вплоть до лебедки (памятая нашу прошлогоднюю эпопею с завязанием Форда в карпатских грязях).

Все собрано, все заправлено под пробку. Вперед, Граф, Вас ждут великие дела!

Путешествие началось 17 октября. В сей день, солнечный и теплый, я встретил Графа Григория с автобуса и путь наш пролег в окресности г. Знаменка, Кировоградской области. Ибо в этот самый день, в лесу под Знаменкой, была назначена встреча с нашими кременчугскими друзьями.

Знаменка — удобный перевалочный пункт в наших путешествиях. Лес, в котором мы ночуем, расположен в 235 км от моего дома и находится прямо по пути, когда едешь в сторону Запада. Точно так же он находится близко от Кременчуга и поэтому встреча под его гостеприимным пологом была крайне удобна для всех нас.

Большой массив широколиственного леса прекрасен в любое время года…

Весной я приезжаю сюда на майские праздники, хожу по лесу по весеннему буйству зелени, ночую в глубине леса под крики филинов. Это замечательный отдых и, без сомнения, гораздо лучше, чем толктись в перенасыщенном туристами Крыму. Тогда же разведал места для ночевки с машиной.

Лес встретил нас во всем великолепии золотой осени. Нигде так ярко не видна красота золотой осени, как в широколиственном лесу. Хорошо в лесу сосновом, но великолепно — это именно в лесу широколиственном!

Джентльмены уже давно приехали и развели костер в глубине леса. Совсем не в том месте, где я рассчитывал, зато, по словам Тараса, далеко от дороги и весьма безлюдно. Тарас встретил нас на дороге и повел к месту стоянки. Что тут сказать… Якби мы ехали на Форде, мы бы не заехали в это «отдаленное и безлюдное» место… Разъезженный лесной проселок с глубокой колеей для вездеходов не предназначен для «короля трасс».

За что я ценю «классику» — за ее универсальность. С некоторым напряжением, но без каких-либо эксцессов, мы проползли на первой передаче добрых полкилометра, лавируя между совсем уж непроезжими лужами и держась над колеями… Скатиться в них нам было никак нельзя. В совсем уж непролазном месте была предусмотрительно положена Тарасом вязанка толстых веток, по которой это место и было успешно пролезено.

А там — уже пылал неслабый костер и жарилось сало на прутьях…

Не буду описывать посиделки у костра. У каждого из вас тоже бывают такие моменты. Старые друзья встретились и нам было о чем поговорить, под треск костра, шкворчание сала и ароматный запах глинтвейна. Глубокой ночью нас, одного за другим, сморил Морфей……..мы не стали даже ставить палаток.

Утро 18 октября наступило для нас рано. Проснулся Тарас, жаждущий общения, и треском дров разбудил часть валяющегося на земле воинства. В принципе, вставать уже было пора. Ночевка без палатки, просто в спальнике на коврике на земле была, скажем так, нежаркой. Вспотеть не пришлось, это уж точно! Октябрьские ночи уже предполагают палатку, если не хочешь спать одетым.Пока то, да се, пока пообщались, пока собрались, наступил полдень.

Момент расставания был довольно грустен. Все мы — отпетые походники, каждому хотелось поехать с нами.

Но куча сетей опутывает каждого из нас, и самая большая сеть — это работа. Потому мы с Гришей и ехали вдвоем, что паутина работы не отпустила более никого. Джентльмены остались допивать «Массандру», а мы с Гришей, прекрасным солнечным днем, выехали из под полога леса, навстречу ветру и новым впечатлениям.

День наступил замечательный! Солнце светило и грело так, будто на подходе весна, а не разгар осени, ровная дорога весело бежала под колесами, среди лесов, пока мы не выехали из массива Чернолесья. Дорога — не магистраль, машин мало, проходит по селам и в объезд мало мальских городов

Вести машину в таких условиях — просто песня!

В селе Цибулеве набрали воды из придорожного колодца. Уровень воды в этой местности весьма низок, подземные воды залегают глубоко, посему набирали добрых полчаса… Пока там много раз прокрутишь этот ворот.

Проехали город Смела. Приятный городок, но с не обозначенной указателями дорожной развязкой. Повернув не туда, пришлось спрашивать у местных, куда нам, собственно, надо…

За Смелой купили яблок у веселого деда, вкусные и целое ведро! И там же, решив немного расслабиться, обозреть окрестности, я предложил Грише сменить меня за рулем. Чем это закончится для Гриши, мы тогда еще не предполагали.

Гриша сел за руль, ну а я с картой — штурманить.

По отличным объездным пролетели Корсунь и Мироновку, через Узин выехали на трассу «Одесса—Киев», прямо напротив завода «Rosava». Чисто по плану нужно было в г. Гребінки повернуть в сторону Фастова.

В реальности никаких указателей на поворот не было, на недавно построенной супер трассе «Одесса—Киев». Движение по направлениям разделено оградой, поэтому Гребінки мы просто проехали. За ними был поворот, показанный по карте, куда мы и свернули в надежде срезать часть пути. Это было весьма кстати — небеса начали смеркаться и катить до крупной развязки нам было некогда.

Сворачивая по таким небольшим дорогам от трасс, часто видишь что-то интересное, в этих незнакомых тебе доселе местностях. Село Ковалівка, куда нас привела эта дорога, оказалось весьма элитным поселком, с вылизанными улицами, побеленными деревьями и ровными дорогами, которым позавидовал бы мой родной Днепропетровск.

После некоторых блуканий мы нашли выезд на трассу на Фастов.

Сам Фастов не входил в наши планы. По карте показана объездная, и она есть в наличии, но с указателями тут так же было туго. Мы свернули не туда, потом снова не туда, потом просто поехали через весь город в поисках никому не известной дороги на Брусилов.

Никто из опрошенных местных мужчин не знал, что за г. Брусилов расположен недалеко от Фастова. Что меня и поразило… — это явно про жителей Фастова Пушкин сказал: «мы Ленивы и нелюбопытны». Нам «повезло» проехать через весь Фастов, поворачивая чисто по внутреннему голосу. Судя по весьма редким указателям, все дороги из Фастова вели на с. Бишів. Бишів не входил в наш маршрут. Это надо значительно отклониться в сторону Киева, и там тоже найти поворот на искомую нами Житомирскую трассу. Потеря по расстоянию — 20 км. А уже вовсю темнело и, как-то накручивать лишнее совсем не хотелось.Н о блуждать тут дотемна не хотелось еще более. Посему — свернули по указателю на Бишів и решили ехать через него.

Дорога через леса привела нас к селу со специфическим названием Дедовщина («Дідівщина» українською). Но, пес побери, это село по карте лежало прямо по нужной нам дороге на Брусилов! Указатель на Бишів привел нас к искомому Брусилову… Мы были «восхищены» железной логикой умных дядей, расставлявших дорожные знаки в славном городе Фастов! Конечно, можно и в Москву через Астрахань проехать…, наверное так и думали те славные «дяди».

Как бы там ни было, но уже в сгустившейся тьме мы добрались, наконец, до Житомирской трассы.

После относительно свободных дорог, по которым мы до сих пор ехали, Житомирская трасса поразила своим оживленным движением. Широкая, разделенная оградой трасса, сияла огнями и фарами проносящихся мимо фур. Движняк был такой, как в Днепропетровске между часами пик. Нашли разворот в сторону Житомира, и поехали дальше, попутно решая, где мы сегодня будем ночевать.

А трасса поражала нас… В данный момент она усиленно ремонтировалась под Евро-2012, достраивалась и местами полосы были закрыты для движения. Широкая, многополосная, с отличным асфальтом, который блестел в свете фар. Разметка новая и хорошо видна. Все знаки стоят на своем месте и ехать можно просто по указателям. Ни выбоинки, нигде никакой шероховатости. Гриша нажал на газ, насколько позволял движок «Жигулей».

Сколько веревочке ни виться — все равно покушать надо! Мудрая сия мысль мысль посетила наши желудки, глядя на пролетающие мимо придорожные кафе. Раз уж трасса была такой классной, то решили не искать место ночевки неизвестно где, а ехать до победы, до известного нам места в сосновом лесу у села Коловерть. Туда я готов был доехать в любой темноте — это место знакомо мне с детства. Это входило в наши планы и экономило нам кучу времени.

Остановились в придорожном кафе. Неплохо и недорого поужинали. Хозяева заведения, узнав, откуда мы едем, предложили нам остаться у них, в комнатах на втором этаже.

Но уже принято решение ночевать в лесу под Коловертью!

Надо сказать, что все это время машину вел Гриша. Я сидел на переднем сиденье и прокладывал путь. За несколько часов сидения я достаточно расслабился. Ужин усугубил расслабон, садиться за руль совершенно не хотелось.

Уныло посмотрев на водительское место, я честно рассказал об этом Грише.

Гриша же, наоборот, был полон сил и заряд бодрости его не убыл. Прикинув в уме расстояние, которое нужно еще пройти (около 200 км), отличное состояние дороги, нормальную погоду и неисчерпанную бодрость, Гриша согласился вести машину сам. Ура! Слава Грише! Коль скоро так — был откупорен наш друг змий, и замечательное творение мастеров Массандры довершило мою картину приятного ужина.

Мы долго ехали по трассе. Под плеск Массандры, пели козацьки песни. Машина бежала легко и города один за другим оставались позади.

Везде были объездные, нам не пришлось нигде напрягаться в езде по городу. Но вот уже позади полторы сотни. Спеты песни, какие хотелось спеть. Отставлен в сторону змий — обязанности штурмана никто не отменял. Гриша бодро жмет на газ, лихо обходя караваны фур. Всякому запасу бодрости приходит конец. Вот мы уже не поем. Вот я уже смотрю на карту, определяя: сколько еще нам пилить до заветного места ночевки. Оставалось немного. Из пространства выполз нужный нам поворот. Мы съехали с трассы.

Съезд с трассы вызвал вздох облегчения. До леса оставалось немного. Проехали по знакомым селам, спящим и молчаливым. В свете фар свернули на Коловерть. Для того чтобы село воскресло и люди захотели в нем остаться, нужно, на самом деле, сделать только две вещи: проложить асфальтовую дорогу и провести газ. Все остальное каждый хозяин сделает себе сам (наличие электричества даже не обсуждается).  На самом деле людей, желающих уехать из грязи и стресса городов, вовсе не мало. Но менять грязь городских улиц на непролазную грязь сельских — желающих найдется немного. И топить дровами — тоже занятие не для городского интеллектуала.

В Коловерть уже провели газ (только в 21 веке). Но построить нормальную дорогу так и не удосужились. Насыпанная еще во времена царя Петра гравийка уже достаточно подраздолбалась всем, что по ней ездит. «Жигуль» медленно пробирался между рядами луж и колдобин. В грязи тут не завязнешь, это да, но ходовую угробить можно запросто. Пусть потом никто не удивляется, почему это молодежь не хочет оставаться в таком живописном селе! С гравийки свернули на обычный песчаный проселок, ведущий к лесу. Дорога оказалась в лужах, но вполне преодолимая. Заехали под самый лес и поставили машину за высокими травами.

Это было наше дежавю: в прошлом году мы ночевали в этом же самом лесу, на этой опушке, и ставили машину на десяток метров в стороне. За год то место заросло до непроезжести. Развернув машину, я заглушил двигатель и спросил у Гриши: который час? Ответ был мистическим: «Ровно 00:00».

Ровно в полночь мы прибыли на место, проведя в пути 12 часов. Из них 3 часа ехал я, и 9 часов — Гриша. Но я, с учетом всех набираний воды и покупок яблок, проехал немного более 100 км. Гриша проехал 500 км, со всеми нашими блужданиями и поворотами «по указателям». Разумеется, он устал и устал неслабо.

В лесу была поставлена палатка. Заморачиваться на поиск дров в кромешной тьме не хотелось, несмотря на могучий запас электричества и пронизывающий ветер. Нам уже было просто пофиг.За палаткой поставил баллон с газом, на котором закипел котелок чая. Лежа на густой траве, мы подводили итоги сегодняшнего дня, допивая еще вполне полную Массандру.

Мало нужно человеку для счастья… Вот так лежать на траве, даже без костра, просто с чаем и сушками, дегустируя вино и предаваясь разговорам, едва укрывшись от усилившегося ветра. Зато — в Полесье, не дома не на диване, не в пригородном парке, не в гламурном кафе! Накопленное за день не располагало к долгим посиделкам. Где-то ночью мы залезли в спальники…

Этот бесконечно долгий день закончился и для нас…

Наступило оно — серое утро 19 октября. Его беспросветную серость было видно даже сквозь плотный тент палатки. Дождь не шел и это уже было хорошо. Вылезать из палатки не хотелось. Сегодня, по плану, нам предстояло доехать почти до Калуша и заночевать на Днестре. Уже утром, не вылезая из спальника, я усомнился в реальности данного плана…, впрочем, мимоходом. А первым делом надо было идти в Коловерть.

Коловерть — родное село моей мамы, село моего детства. Туда меня возили каждый год на школьные каникулы и с ним у меня связаны самые яркие детские (и не только детские) воспоминания.Имен но там у меня проснулась и закрепилась любовь к лесу, к путешествию по лесным дебрям. Каждый год я приезжаю в Коловерть, набраться сил и впечатлений. Не мог миновать его и в этот раз. Здесь родились, жили и почили в Боге мои дед и бабушка. Здесь я еще пацаном облазил все окрестности. Здесь живут мои родственники, которые помнят меня еще с глубокого детства.

Карлос Кастанеда сказал бы, что это мое «место силы». Так оно и есть. В эту географическую точку на карте я стремлюсь, когда есть возможность. Отсюда начинается мое Полесье… Много раз я блуждал по его бескрайним лесам. Это моя «вторая Родина», после первой Родины — Казахстана.

Я собрался и пошел в село.

Церковь и школа в Коловерти.

Посетил сельский цвинтар, поклонился праху ушедших. Прошел по селу и прямо возле остановки маршруток встретил свою родственницу, к которой, собственно, и собирался зайти. Она спешила и, пройди я на минуту позже, я бы уже ее не застал. Мы пообщались прямо на улице.

Долго разгуливать было, собстно, и некогда. Еще предстоит долгая дорога и лучше проехать ее в свете дня, чем фар.

Посетив все, что хотел, я снова отправился в лес. Нашу стоянку не было видно с дороги вообще. Только подойдя достаточно близко, можно было увидеть машину и заметить слабый дымок разведенного Гришей костра. При свете дня дров нашлось превеликое множество и ходить никуда не надо было.

Да, ребятушки, костер — это вам не газ! Банальная истина, но ведь все познается в сравнении (еще одна банальная истина). Просто приятно вдохнуть запах дыма… А как замечательно пахнет свежезаваренный чай! А какой восхитительный аромат источает только что поджаренное на костре сало! Промолчу про суп в котелке, щедро приправленный специями — такой аромат вдыхали боги на Олимпе, и, уверен, аппетит у них тоже был соответствующий запаху. И, если дело вечером, то котелок горячего глинтвейна, со всеми добавленными в него ингредиентами, вносит свою струю в ту невообразимую смесь благовоний, которую представляет собой запах походного костра.

Мы щедро сварили себе всякого разного. Настолько щедро, что осталось и птицам небесным. Лагерь был собран, окрестные кони сфотографированы. Мы не посетили красивейшей реки Случь, не походили по необъятному Полесскому лесу. Стремясь объять необъятное, мы не успевали за частностями. Невозможно впихнуть все свои «хочу» в рамки тесного отпуска! И это означает, что Полесье достойно отдельного похода!

Это наше будущее. Не век нефти литься.

Оно велико, это Украинское Полесье! Ты можешь зайти туда с рюкзаком и картой и бродить по его просторам неделями, не выходя к крупным городам и ночуя под пологом леса. Там нет сколь-нибудь известных памятников архитектуры…, но мы не за этим едем в Полесье.

Полесье — край бескрайних лесов, высоких трав, коварных болот, целебного воздуха, спокойного духа…, край малонаселенный и поэтому не испорченный цивилизацией. Там не везде есть мобильная связь — это становиться все более актуальным для того, кто хочет нормально отдохнуть, без постоянных хватаний, с матюками, за телефон.

Тому, кто хочет полной противоположности душному мегаполису — тому можно идти в Полесье…

Но с палаткой…, не рассчитывайте на гостиницы и «удобства»! В тех лесах, которые и составляют настоящее Полесье, нет гостиниц и не развита инфраструктура туризма, за что и слава Господу Богу! Меньше народу — больше кислороду, так сказать… Многим людям и не понять, как это так: ходить неделю по лесам, изредка выходя в села пополнить продукты, жить в палатке, пить воду из болот (кипяченую), там же и мыться (потому как нормальных водоемов в Полесье нет)… Вечерами налетают бесчисленные комары, от которых уходишь ночевать в сосновый лес, только там можно позволить себе спокойно посидеть у костра. Ночами кричат совы, изредка слышишь вой волков. В тишине леса обостряется слух и ты начинаешь слышать каждый шорох, каждую мышь, пробирающуюся к твоему столу.

Ты никуда не спешишь…

Неужели дискотеки, душ и постельное белье лучше, чем все это?

С любовью к «удобствам» лучше езжайте на курорт и не читайте подобные рассказы…

В разгар дня мы выехали из Коловертского леса. Снова участок замечательной Житомирской трассы, и мы свернули в райцентре Гоща в сторону города Острог. В самой Гоще мы остановились возле дома, набрать воды из колодца. Этой воде с Полесья суждено было проехать пол-Украины, но тогда мы об этом не догадывались.

Городок Острог — имение князей Острожских. Тут же добывается минеральная вода «Острозька». Довольно приятный полусельский городок, но у нас не было времени долго любоваться его красотами. Острог проехали мимо.

Городок Шумськ мы проезжали в прошлом году. И тогда мы нашли там вполне приличное, но весьма недорогое кафе. В которое решили заглянуть и в этот раз…, выехали поздно, дело двигалось к вечеру. Наше прошлогоднее кафе было закрыто. Впрочем, нам тут же указали рядом два других, чем мы и воспользовались. Само кафе было оформлено в классическом романтическом стиле. Приятный полумрак, негромкая музыка. Когда принесли заказанные порции, мы даже удивились размеру порций — тут было явно рассчитано на мужчин! Все горячее, все вкусное, все быстро и вежливо…. Гриша не сдержался: «Гы не мог бы сам повести машину сегодня? Хочется под такую еду перцовочки!».

Конечно, я могу сам повести машину! Я ж знаю, как оно бывает, когда нападает вдруг нестерпимое желание: «Хочу!» «Хочу немного, 50 грамм, но именно здесь и сейчас, под эту обстановку!». Гришино нестерпимое желание было удовлетворено.

Когда мы вышли из кафе, было уже темно. Хмурое темное небо вот вот вот грозило сорваться дождем. Искать место ночевки придется уже в темноте…, да нам не привыкать. Нет никакой охоты подрываться в 7 утра и топить весь день, чтоб успеть проехать максимум при свете дня. Мы на отдыхе, вот и будем отдыхать, не спеша…

Как то незаметно миновали город Кременец. В редких просветах туч виднелись знаменитые Кременецкие горы. Была даже мысль свернуть и заночевать среди этих гор, но в темноте блукать по незнакомым проселкам и вставать неизвестно где, было доволі cтремно. О том, чтобы достичь Днестра уже не велось и речи. И — наконец-то пошел дождь. Сначала он шел прерывисто: то идет, то уже не идет. Можно подумать, что вот был и тут же прекратился. Коварное свойство осених дождей. По мере приближения к городу Почаев дождь набирал силу, но мы все еще были полны желания заночевать в палатке.

Мест, подходящих для ночевки, не наблюдалось. Какие-то поля, посадки вдоль дороги, нет никакого леса, где можно было стать. Надо сказать, что местность эта недаром носит название «Кременецкие горы». Дорога периодически петляла по таким серпантинам, что составит честь и настоящим горам!

На одном из таких участков мы остановились. Дорога проходила сквозь массив леса и был проселок вглубь леса.

Дождь уже шел, не переставая, но упорна упертость человеческая! Вместо того чтобы просто послушать свой внутренний голос, еще утром предвещавший непогоду и ночевку под крышей, я вылез из машины с фонарем, чтобы разведать возможность съезда и ночевки.

Съезд в лес был. Можно было отъехать от дороги, не слишком далеко, но все ж с поля видимости, встать в лесу, поставить палатку под деревом и сидеть, лязгать внутри, пытаясь на газе вскипятить себе чай. Ни о каком костре не было и речи. О романтике тоже… Зато утром нас ждал мокрый тент, пропотевшая изнутри палатка, раскисшая за ночь под дождем лесная дорожка. Съезд-то в лес был, но был ли наутро выезд?

Опыт завязания в грязях у меня был достаточный. Чем нам это грозит наутро, я представил весьма живо и во всех подробностях. Ожидать прекращения дождя было, по меньшей мере, наивно.

Вернувшись в машину, я все рассказал Грише.

Гриша не относиться к экстремалам, которым «хочу, любой ценой!». Будь сейчас здесь его машина, он не свернул бы с асфальта. Здесь не надо даже какого-то походного опыта, понять — что тебя ждет в результате твоих действий. Мы едем в Почаев и там ночуем — какие могут быть сомненья! Я знал об этом еще утром, с первой минуты бодрствования.

В Почаеве никто из нас не был. Я знал, что здесь находиться знаменитая Почаевская Лавра, но заезжать туда изначально не планировалось. Мы ведь стремились в Карпаты…

«Если хочешь рассмешить Господа Бога — расскажи ему о своих планах». Это изречение замечательно сработало в нашем случае! Мы въехали в городок Почаев уже темным вечером, ничего не зная и не предполагая, где можно заночевать.

Первая же встреченная нами пара посоветовала ехать в Лавру и искать там ночлег. Якобы пускают и недорого. А нет, так можно лечь спать у них, по 30 грн с человека. Но на вопрос о наличии горячей воды ответ был дан отрицательный: «Хлопці, у нас труби меняють, води зараз нема». Нема, так нема…, зачем нам тогда ночевка без воды? После двух ночевок в лесах уже хотелось элементарно помыться и непременно в горячей… Осень таки.

Лавру мы увидели. Ее невозможно не увидеть! Эта мощь и великолепие видны даже ночью, при свете фонарей.

Коль скоро в городе есть Лавра, то есть и паломники. На праздники паломников столько, что хватает работы всем гостиницам и частным лицам, сдающим жилье внаем. Недалеко от Лавры взгляд выхватил плакат, призывающий переночевать в гостинице неподалеку. Гриша записал телефон и передал его мне: «Позвони ты, а то они как услышат мой сочинский акцент, то заломят цену». Я позвонил. Гостиница действительно была недалеко. Номер на двоих стоил 120 грн и были все необходимые удобства. Нас обещали встретить на дороге и провести прямо до гостиницы.

Шо тут думать? У нас было куча выбора? Получив разъяснения, куда поворачивать, мы проехали с полкилометра от Лавры, до места встречи. Нас встречали. Администратор вышел на дорогу и провел нас к самой гостинице, мы бы сами ее не нашли. Гостиница изначально не была таковой, явно была переделана из какого-то другого здания. И рассчитана на непривередливых паломников, поскольку внутреннее убранство комнаты было далеко не роскошным. Впрочем — чистое и поглаженное постельное белье, чистая комната, стол и стулья, горячая вода, любезно предоставленный чайник — что нам еще нужно? Наверное каждому из нас знаком тот блаженный момент, когда ты, после лесов и полей, выходишь из душа, весь до безобразия чистый и можешь одеться во все чистое. Жизнь сразу предстает другими красками и вслед за телом воспаряет дух.

Это было то, что надо. Отмытые и переодетые, мы сидели за столом и пили свежезаваренный чай. Выходить, искать себе ужин, не хотелось — хорошие были порции в городке Шумськ! Чай, да пряники, да неспешная беседа… Была извлечена следующая Массандра и приготовлено все для знакомства с нею. Но тут началось то, за что я не люблю мобильные телефоны — звонки некстати! Гришин телефон ожил и взорвался серией звонков.

Звонили все родственники и всем непременно нужно было именно в этот момент узнать, как же там прожил день их драгоценный Григорий! Причем узнать не в двух словах, а во всех подробностях! Я сидел за столом и сначала просто ждал. Но потом Грише позвонила Катя.

К Кате я отношусь очень положительно. Дивчина и красива и умна… У Гриши недурной вкус, так сказать… И общаться с ней, в принципе, доставляет удовольствие… Но не сейчас! В груди уже бушевал пожар. Я знал, чем грозит ее звонок. Гриша будет ворковать с коханой столько, сколько я не выдержу ждать.

Вздохнув, я взял штопор…

«Напиваться», «выпивать» и «наслаждаться алкоголем» — это не одно и то же. Напиваемся все мы, весьма редко, и слава Богу! — ничего лично для меня это состояние не несет. Выпиваем мы уже чаще — по чуть-чуть… Это просто такой способ расслабиться и снять накопившийся стресс большого города. В принципе, полезно, когда иногда.

А вот наслаждаемся алкоголем мы все тоже нечасто. Наслаждение — процесс тонкодуховный и не терпит таких вещей, как спешка, некачественный алкоголь, некомфортные окружающие условия, усталость и плохое физическое состояние, голод и жажду, плохое настроение, неподходящую компанию. Не особо насладишься, если хоть одно из этих условий не соблюдено.

Здесь же присутствовало все, что необходимо для процесса, за исключением подходящей компании — Гриша вышел в коридор с телефоном.

Когда Гриша вернулся со своих «воркований», я уже был в некоторой степени тонкодуховно наслажден. Мы еще посидели вдвоем, продолжая тонкодуховные дела. За окном лился дождь и думать о том, что мы могли бы сейчас молча лежать в палатке без всего этого кайфа — даже не хотелось. Морфей сразил нас обоих…

20 октября встретило меня так же, как 19-е — беспросветной серостью. Не было видно погоды сквозь узорчатое стекло нашей комнаты, но серый цвет — он через любое окно серый. За стеклом было без дождя. Но, судя по имиджу окружающего нас пространства, шел он всю ночь, и мало нам бы не показалось в лесу. Приятно все-таки, что твоя машина стоит на асфальте внутреннего двора, откуда выедет при любом дожде!

Еще вечером не было никаких планов на утро. И первая мысль, пришедшая на ум обоим (с разницей в час между пробуждениями) — обязательно надо посетить Лавру! Быть в Почаеве и просто уехать — это было бы откровенным грехом перед Господом Богом. Мы этот вопрос даже не обговаривали — собрались и пошли…

Мне как-то не хочется описывать Лавру… Точнее, не можется. Вовсе не потому, что нечего описать. Скорее наоборот…

Почаевская Лавра.

Лавра поразила своей мощью и великолепием. Ансамбль зданий находиться в такой гармонии, создавая у посетителя чувство благоговения перед Тем, к кому ты пришел сюда… Убранство церкви…, вспомним историю крещения Руси. Князь Владимир, попав в Царьградский храм, был поражен великолепием церкви и службы. Надо ли говорить, как ему понравилось! Поэтому мы, потомки древних русичей, исповедуем сейчас православную веру, благодаря восхищению князя Владимира. Вот примерно такое чувство испытываешь, зайдя в Лаврский храм.

Православные храмы всегда славились пышностью убранства. Храм в Почаеве превзошел все, виденное мною.

Помимо различных икон, самих по себе являющихся произведением искусства, стены храма были украшены картинами на различные исторические и религиозные сюжеты… Многие из этих сюжетов не были освещены в Евангелии и были мне незнакомы. Надписи на церковнославянском давали некоторое объяснение, но не указывали, откуда это.

Я ходил между картинами, рассматривая сцены, читая подписи, вспоминая, что знал. Процесc этот мог затянуться надолго — картин там много.

Однако в Почаевской Лавре так просто не походишь. Не было никакого церковного праздника, день был самый будний, но у Лавры не бывает «будних» дней. Церковь была достаточно заполнена народом, шла служба. Обойти все, что хотел, не было возможности.

Мы побыли там около часа. Народ все прибывал. Что же здесь твориться на праздники? Что тут может твориться на Пасху? Я думаю, что по таким праздникам пребывание внутри может закончиться выносом обморочного тела…, ей Богу, на Пасху лучше посетить небольшую церковь возле своего дома…

Почему трудно описать посещение Лавры? Да потому, что это — не просто архитектурный ансамбль, произведения живописи и скульптуры, пышная служба, красивое пение хора.. Так можно было бы описать любой туристический объект.

В Лавре незримо присутствует то неосязаемое органами чувств, нематериальное и не поддающееся измерению, но вполне воспринимаемое душой состояние, которое называется: Дух Божий. Как описать Его — я не знаю и думаю, никто еще из смертных не смог описать Его настолько полно, чтоб можно было из описаний что-то понять.

Такие состояния не «понимаются» разумом, они «чувствуются» душой и для описания Его нет слов в языках народов Земли… Вроде все, как всегда, но каким-то оттенком — по-другому. Наиболее близко к этому состоянию находится Любовь (не влечение, а именно Любовь, причем с большой буквы) и — горы. То чувство, которое возникает у человека, стоящего под простором неба на вершинах гор. Смесь благоговения, восхищения, радости, отрешенности от сует и причастности к Вечному… Горы быстро дают понять человеку, что есть действительно ценно в его жизни, а что — суета и броуновское движение. Не потому ли мы стремимся в горы, несмотря на их суровость и неприступность?

В городе, на пикничке в пригородном лесу мы не испытываем то, что дают нам горы.

Наш дальнейший путь лежал в сторону гор. Выйдя из Лавры, прошли вдоль базарчика, заставленного изделиями народных промыслов и разнообразными изделиями на религиозные темы: иконы, рушники, картины, чашки, наклейки… Коммерция и религия прекрасно уживаются друг с другом.

В небольшом сквере — собрание памятников. Небольшой мемориал воинам УПА мирно уживается с расположенным в 100 метрах мемориалом бойцам Советской Армии, над ними возвышается основатель государства Украинского — Богдан Хмельницкий. Все ухожены, у всех лежат цветы.

Так и должно быть в цивилизованном обществе. Павшим нечего делить, они уже в мире. Возмущения в пространстве производят живые. Недалекие личности, рушащие скромные таблички со словом «УПА» на Луганщине и обливающие краской советские памятники во Львове — одного поля ягоды… В народе таких называют некрасивым словом: «бычье».

Но пес с ними, мы едем в горы!

Выехали уже после 12-ти. Погода «радовала» серостью неба и неминуемой близостью дождя. Но пока дождя не было. Мы топили по пустой трассе, пользуясь светлым временем суток и хорошим состоянием дороги. Незаметно промелькнул Зборів. Мы въехали в старинный город Бережани.

Город Бережани был основан в 14 веке. Древность его стала видна почти сразу после въезда. Узкие извилистые улицы, старинная архитектура, брусчатка на дороге. Типичный средневековый город. Убрать рекламы, машины и вывески, одеть людей в соответствующие одежды — можно фильмы снимать.

Указатели показывали путь куда-то неизвестно куда. Повернув туда, мы сделали круг почета вокруг городской площади и выехали к тому же месту, откуда начали поворот. Обстоятельства требовали остановиться и спросить дорогу, что мы и сделали. Припарковались возле старинного здания, оказавшегося почтенного возраста церковью армянской общины.

Город Бережаны.

Выйдя из машины, я обвел взглядом пространство. Взгляд уперся в здоровый стенд с бросающейся в глаза надписью «УПА».

Расспросы привели к двум противоположным направлениям движения. А поскольку ехать туда, откуда приехали, уже не хотелось, то решили поехать строго по указателю.

Указатель вывел нас в пригород Бережан. По карте показана основная магистраль на Рогатин и вроде не должно быть никаких заморочек. На местности мы опять поехали в какие-то неизведанные дали, а пес его знает, куда поворачивать в незнакомом городе с кучей ответвляющихся дорог, возле каждой из которых отнюдь не стоит по указателю!

Развернулись. Спросили снова. Мужик указал в еще одном направлении, которое вроде бы совпадало с картой. Вернулись в город и решили остановиться, немного пройтись — уж очень колоритен был городок Бережаны! Гриша пошел в банк, потрясти мошной, поправить наше финансовое положение. Я прошелся по площади перед банком, озирая окружающий мир. Чисто, зелено, все культурно. Бычки не валяются на тротуаре, не видно фантиков, оберток, укатанного под колесами пластика. Никто не кроет матюками, и вообще, не видно ни одного хмурого лица.

Возможно, это я просто так попал, возможно, это просто маленький городок без особых проблем. Пусть будет так. Люди, которых мы остановили, любезно сфотографировали нас (единственная совместная фотка за весь поход). Ведь можно же, если уж не тянет улыбаться, то хоть не сорить вокруг, донести бычок до урны и обертку от мороженого не швырять бездумно себе под ноги… Почему это возможно у них и не встречено мною у нас?

Немудрено, что в Европу Украину не хотят…… шо там говорила поговорка о некоем рыле в калашном ряду….? В конечном итоге мы благополучно выехали из этого заколдованного круга в сторону Рогатина.

Рогатин, родина Насти Лисовской, более известной под именем Роксолана — небольшой городок с булыжной мостовой, узкими улицами и тем же средневековым колоритом. В прошлом году я ехал здесь на Гришином «Форде», мерно тормозя на первой передаче (даже не на второй). В этом году я проехал на «класcике», уже на второй (прогресс в дорожном строительстве!). Поскольку время клонилось не к рассвету и знакомство с Бережанами заняло достаточно времени, то красоты Рогатина мы видели лишь мимоходом — нас ждал еще увесистый кусок непройденной трассы.

Трасса на Бурштин. Эта трасса нам знакома. Мы ехали по ней в прошлом году. По первоначальному плану мы намеревались за Бурштином свернуть на Войнилів и выехать к Калушу. Так и произошло. Поворот мы нашли в Бурштине и даже туда свернули. Скользя взглядом по обочине, я мельком прочитал то, что заставило меня резко затормозить и остановиться в совсем неподходящем для стоянки месте. На дорожном указателе было написано, что мост через реку Днестр находиться в ремонте и закрыт. Это значит, что этим путем мы не поедем, каким бы удобным он ни был. Пес побери, полезно замечать знаки по обочинам… Иногда это сокращает путь и приложенные усилия!

Поскольку трасса была знакома, решили ехать до с. Павлівка, которое лежит перед Ивано-Франковском. Там есть вполне приличный трехкилометровый участок асфальтированной сельской дороги, который выводит нас на трассу до Калуша, совершенно минуя Ивано-Франковск.

Но лукавый не спит. Он ищет слабких духом и искусно оплетает их сетью. Иных грубо, иных тонко, подкидывая им на пути различные соблазны и свои, лукавые варианты. Которые, с первого взгляда, кажутся вполне достойными внимания. И трудно с ходу определить, какой вариант от Бога, а какой от его антипода.

В Галиче проехали через Днестр. Почти сразу за Днестром есть на карте и на местности поворот на Калуш, через село Крилос. Указатель так и сообщил нам: «Калуш — вон туда».

Тут и кинул сеть лукавый.Не зна ю, с какой стати, но мы повернули по этому указателю… Калуш, так Калуш, к тому же немного ближе по карте. Уже поверив в постоянное качество западноукраинских дорог, мы не думали о том, что это все-таки не Германия. Некоторое время ехали по относительно приемлемой дороге. Достаточное, чтобы удалиться от трассы. Потом начались ямы и выбоины, пока еще терпимые. А потом началась война…

Именно так я могу описать участок дороги от Галича до с. Боднарів, через села Крилос и Сапогів. Наверняка, такие дороги были в Днепропетровске после освобождения в 1943 г. Яма переходила в яму, трещины змеились, как морщины у Бабы Яги, коротенький участок сравнительно ровного асфальта снова срывался в колдобину. Впечатление, будто эскадрилья бомбардировщиков пролетела и опустошила свой боезапас над этой несчастной дорогой.

Я многажды и не всегда культурно помянул эту дорогу, свое безрассудное решение по ней ехать, местные власти и полмира впридачу. Отвратный этот участок отнял у нас много драгоценного светлого времени…уж не знаю, что там получила подвеска. Ехал еле-еле, стараясь беречь машину. Миф о постоянном качестве местных дорог был развеян.

Панове туристы! Если кто-когда будет ехать таким маршрутом, объезжайте десятой дорогой этой забытый Богом участок. Есть же, где объехать! Теперь мы и сами знаем, не стоит повторять наших ошибок.

Невеселый участок сей все же закончился. Выехав на трассу, мы остановились размять затекшие ноги и немного остыть от постоянной борьбы с бездорожьем. Еще раз убедился в том, что надо слушать внутренний голос, а он говорил: «Езжайте через Павлівку».

Подобные участки еще встречались нам на Западной, но уже не такие продолжительные и не столь разбитые.

Забегая вперед, хочу сказать, что это был самый плохой участок дороги на всем нашем пути.

Итак, Калуш. Может, он и райцентр, но там, где мы ехали — обычное село, без особых достопримечательностей. Посему ничего не скажу про город Калуш. Перед городком Долина остановились заправиться на WOG. Ехать в горы надо с полным баком — никогда не знаешь, какая там дорога и сколько горючего съест твоя машина на серпантинах, подъемах и возможных гололедах.На заправке за руль сел Гриша. Примерно в это время наконец-то пошел давно уж ожидаемый дождь.

Поворот налево в городке Долина (по кольцу вдоль надписи «Слава Україні»), и мы двинулись непосредственно в горы.

Еще было светло. Насколько может быть светло во второй половине дня октябрьским, в стельку пасмурным, беспросветно дождливым днем. Спешить нам не приходилось — дорога от Долины до Межгір’я довольно узка и обогнать впереди идущие грузовики совсем непросто.

При свете Солнца эти места красивы! Горы во всем великолепии осенних лесов, с буйным разноцветъем листьев, синим небом — это зрелище! Но то было бы при свете Солнца. У нас же было полутемно, работали «дворники», красоты, конечно, угадывались, но не так, чтобы сильно… Желания выйти, сфотографироваться, не возникало.

Возле таблички с надписью «Вишківський перевал» мы остановились, несмотря на дождь. Не каждый день проезжаешь по горным перевалам… Надо хоть выйти и прочувствовать момент! В иное время тут было бы классно постоять, но у нас такого времени не было. Сфотографировавшись под знаком, мы поехали дальше…, дело клонилось к вечеру.

Вот и хотел бы описать эту дорогу, да не приходят мысли на ум. Горы, тучи, дождь, полумрак, узкая дорога (хорошего, впрочем, качества), ограниченная видимость из-за туч — вот что могу сказать об этой дороге. Проедь мы при ярком Солнце — описание было бы иным.

Райцентр Межгір’я оказался длинным селом. Ряды хат по бокам дороги, прерываемые редкими 2-3-этажками, повороты, обозначенные указателями… Мы медленно ехали по Межгір’ю. Поворот на с. Синевир был обозначен указателем, свернули мы туда уже в сумерках. Большая часть пути была преодолена, оставалось около 30 км по серпантину на само озеро Синевир.

Село закончилось. Нас обступили горы. Уже совсем стемнело. Узкая полоса света фар выхватывала из пространства кусок дороги и обочины. Горы лишь смутно угадывались в наступившей тьме.

Фары выхватили на обочине любопытный предупреждающий знак, гласящий, что при обильном снегопаде дорога закрывается и сообщение по ней прекращается. А поскольку в этих местах обильные снегопады скорее норма, чем стихийное бедствие, то мы представили, как они живут в горах, при снегопадах.

Ничего военного в этом нет, на самом деле. Нужно просто иметь запасы еды, а дрова всегда растут в горах. Это нам, горожанам, прекращение подачи воды и электричества грозит коллапсом всей жизнедеятельности. А им, живущим на земле, имеющим запасы в погребах, топящим дровами из леса и берущим воду из колодцев — снегопады не страшны.

А ты только представь, достопочтенный читатель, что в твоей городской квартире не стало света, отопления и воды из крана.

И — все… Твоя, столь комфортная и уютная квартира, которую ты так любил, стала по пригодности для проживания, немногим лучше пещеры наших предков-кроманьонцев. Учитывая ограниченность запасов еды и зараннее набранной воды в большинстве городских квартир, мы быстро скатываемся до своих предков-кроманьонцев, в стремлении достать необходимое. Ведь и магазины без электричества не работают, и реки не через каждый город текут. Одичание — дело нескольких суток… Обсудив данный экзотический знак, мы с Гришей пришли к мнению, что горцам одичание не грозит: автономность — привычный уклад их жизни, снегопады и гололеды — временное досадное неудобство, не более того.

Слава Богу, дорога была чиста и ничто, кроме дождя, ее не покрывало.

Бесконечно долго длился этот участок. Машина взбиралась вверх по серпантину. Какие-то огни далеко в горах никак не ориентировали нас. Сколько ехать — Аллах его знает! Но у нас достаточно бензина в баке, есть еще канистра, мы тоже автономны и нам, по большому счету, можно встать, где угодно. В темноте ночи звучит наш сборник рок-баллад, движок терпеливо тянет вверх все, что на него нагрузили.

Рано или поздно мы должны были куда-то приехать, и мы приехали. Развилка перед селом Синевир и указатель «Готель "Арника"». В ту сторону мы и повернули. А поскольку шел дождь, то ночевка в лесу снова никак не укладывалась в наши планы. Решено было ехать и искать какую нибудь гостиницу.

Надо сказать, что само село расположено между горами и сколь нибудь приемлемых для «Жигулей» съездов в лес мы не замечали. Так что даже при желании ночевки в лесу мы могли бы доехать не далее первой серьезной грязюки, ночевать в которой совершенно не входило в наши планы.

Уже была темная ночь. Справа дорога резко обрывалась в реку Теребля (кстати без всякой ограды и разметки). Слева закончилось село Синевир и пошла просто дорога. Некое здание, напоминающее отель, выплыло из темноты. Забор, ворота, надпись «Ласкаво просимо»… Все атрибуты гостиницы для туристов. Немного насторожила полная глушь и темнота в окнах…, ну так, люди могут уже спать…… Я вышел из машины разведать обстановку.

Калитка была закрыта. Ее можно было открыть снаружи, что я и сделал. Во дворе беседка, колодец. Сам дом темной глыбой стоял в окружении смерек и, чем ближе я к нему подходил, тем более странной мне казалась эта гостиница.

Тишиной и мрачностью веяло от этого дома. Только подойдя близко и увидев разбитое окно первого этажа, я удостоверился в своем подозрении — дом был необитаем. Большой двухэтажный дом, вполне прилично выглядящий и, судя по всему, пригодный для жилья, был пуст и пуст не со вчера.

В этом месте вполне можно снимать фильмы про вампиров. Как-то подсознательно стало несколько жутковато и мурашки пробежались по коже. Не удивился бы, если б из оконного проема вдруг высунулась бледная рука с кривыми когтями:

«из болотной тины
вырвется рука
мертвой хваткой схватит
горло смельчака……»

Теоретически можно было бы заночевать и тут. Загнать во двор машину, залезть в дом и там, по крайней мере в сухости, переночевать. Но мелкие мурашки еще бежали по затылку и ночевать именно здесь аж никак не хотелось.

Раз не хочется — то и нечего! У нас есть выбор… Мы поехали дальше…

Дальше начиналось село Синевирская поляна. Возле массивного дома с вывеской «Колиба» мы остановились — война войной, а кушать хочется. Было поздно и надежд, что нас покормят, было мало, но все таки… На удивление, хозяйка этого дома и заведения, не указала нам от ворот поворот. Мы ведь не просто поздние странники, а еще и клиенты, которые несут деньги и всегда правы…

Нас проводили в колибу, хозяйка засуетилась у плиты.

Колиба нас покорила! Построена чисто из дерева, деревянная и внутри. Деревянные столы и скамьи в крестьянском стиле 19 века… Очаг посреди колиби, в котором, собственно, и горит огонь отопления. Стены были украшены картинами вышивки на ткани и коврами, коврами же были застелены спинки скамей. Даже неопытному взгляду видно, что это не фабричная, а ручная вышивка. По словам хозяйки, это работа ее бабушки. Бабушке — наш респект!

Принесли борщ — тарелку, достойную аппетита мужчин! Влияние цивилизации: MP3-проигрыватель и колонки на стенах. Для туристов припасено несколько дисков и хозяйка поставила нам под ужин какую-то российскую попсню.

Нам — российскую попсню! Вы б еще лимонада мне в рюмку налили!

Попса никак не входила в наш музыкальный формат. Посему в машине я взял диск Dire Strates, и под куполом колиби зазвучала гитара Марка Кнопфлера. Тут подоспел и банош (вкуснейшая кукурузная каша с салом и сметаной) и драники и духмяний травяной чай. Все это было столь колоритно и столь своевременно, что Гриша снова не выдержал: «Хочу перцовочки!».

Конечно, возьми! В таком месте, да под такую еду! Гриша достаточно сегодня поборолся с мокрыми серпантинами, чтоб заслужить того, что хочет!

Расспросили дорогу, где можно заночевать. Отель «Арника» нам расхвалили, но честно предупредили о ценах. Все равно где-то надо вставать… Мы поехали по селу в сторону сего отеля. Вывеска на дороге «Готель… такой-то». Для мониторинга цен решили позвонить.

Оказалось, это некий «Дом художников», в котором нас рады принять и места у них есть, да вот незадача — горячей воды у них пока нет. И с отоплением именно сейчас ремонт-профилактика, так что могут дать калорифер. Правда и просили немного: то ли 40 то ли 60 грн с человека.

Как вариант, нас бы это устроило, но честно говоря, с таким же успехом и бесплатно мы могли бы заночевать в том вампирском доме. Поэтому поехали уже прямиком в «Арнику», где все эти попсовые блага цивилизации стопудово были. Мы ехали и ехали. А отель все не возникал и не возникал. Вот уже и закончился асфальт.

Началась простая грунтовая дорога, с выходами скальных пород и валунами на пути. Чем дальше, тем более дикой становилась местность и дорога уже никак не напоминала подъезд к хваленому отелю. Простая грунтовка для лесовозов и УАЗов. Машина медленно ползла вверх, трясясь на камнях, и мы уже почти уверились, что дело нечисто.

Какие-то темные строения изредка возникали по бокам нашего движения, но в общем и целом мы ехали среди леса. От постоянной тряски начал отходить один контакт. Всего один, но самый нужный — включатель света фар. Фары начали мигать и как-то все чаще. Сперва это озадачило и слегка припугнуло — ну куда ты доедешь в этой тьме под дождем без света фар? Впрочем, полностью он не отошел и, нажав на кнопку сильнее, можно было ехать при свете.

Про болячку этого включателя я знал. Такая конструкция у данного механизма в «Жигулях», что он может отходить. Не Мерс, таки. Но и починка данного безобразия тоже не отнимает много времени и сил, если ты хоть что-то знаешь. Снимать его именно сейчас мне не хотелось. Посему продолжал движение, периодически прижимая кнопку левой рукой.

Навстречу выплыла … Баба Яга. То есть, не сказочная старуха с метлой (тут бы нам и песец), а старушенция в черном одеянии и резкими чертами лица. Которая удивилась тому, что мы сюда приехали и объяснила, что «ниякого готелю тут нема, там далі тільки лісоруби». Акела промахнулся…

И промахнулся неслабо. Четыре километра мы ползли по этой грунтовке. А теперь, развернувшись, поползли обратно.

Но отеля в упор не видно. Где он, пес побери?

Возле здорового дома, на лестнице, стояла парочка молодят, явно отрешенных от мира и занятых обнимансами друг друга. Дело это хорошее и в другой раз я бы не стал мешать проявлению столь глубокой взаимной симпатии. Но сейчас было не до этикета… Распахнув калитку, стуча подошвами омоновских ботинок, я подошел к молодятам с запитанням: «Где, … побери, цей … отель?». Оказалось, он был недалеко. Огни, по типу новогодних гирлянд, видные отсюда, но совсем не видные нами по пути следования, и были огнями «Арники».

До отеля мы добрались, не помню во сколько часов вечера. С дороги действительно ночью его можно просто проехать, что мы успешно и сделали. Отель поразил с самого подъезда к нему. Сами жилые корпуса и стоянка для машин находились на склоне горы, а мы стояли у подножия. Въезд наверх был настолько крут, что я засомневался в возможностях своего коня. Учитывая гладкое покрытие плиткой и идущий дождь… Но конь не разделял моих сомнений. Взревев мотором, на 1-ой передаче, без всякого труда мы въехали на этот, действительно крутой подъем, ни разу не пробуксовав на мокрой плитке.

Сама стоянка была на ровном участке. Это хорошо — прогревать утром машину с затянутым ручником при вполне возможном заморозке, мне не хотелось. Мысль сия промелькнула мимоходом, мы к ней еще вернемся…

Отель был крут. Построен из дерева и отделан внутри очень и очень. Персонал разговоривает по-русски, что нас удивило. Впрочем, вывеска на одной из подсобок «Донецьк» все прояснила: отель держат донецкие «парни», другим языкам не обученные. Мы взяли самый дешевый номер, по 100 грн с человека. За машину отдельно не взяли ничего.

Нас провели в наш номер. Что-тут сказать, номер был очень и очень… Трехместный, застеленный коврами, с деревянной мебелью и деревянными стенами. Телевизор и CD висели на стене. Все чистое, свежее, чистые бокалы для вина. Шо уж говорить об «удобствах» — там все сверкало стерильностью.

В комнате тепло и практически жарко.

Может показаться, что в походе мы слишком много внимания предаем обеспечению комфорта, раз я так много о нем пишу. Что ж, не стану отрицать — это приятно: после дня за рулем, дождя, серпантинов, блуканий, принять горячий душ в чистом номере и вытянуться на чистой кровати, зная, что никакая непогода тебе уже не страшна; предвкушая неспешный философский разговор со старым другом, под колыхание благородного вина в твоем бокале.

А потом — заслуженный крепкий сон, в тепле и добре, как, собственно, и нужно любому нормальному человеку. Времена, когда мы при любой погоде ставили палатку и лязгали зубами, за неимением других альтернатив, остались в студенчестве. При сухой погоде, положительной температуре за бортом и наличии подходящего места для стоянки — ни на кой ляд не сдался бы нам тот отель со всем его комфортом! А если такой возможности нет — то тогда мы достойны лучшего, из предложенного цивилизацией! Не рассчитывая изначально на гостиницы, кипятильника мы не взяли. Чайника нам не дали, но предложили ходить в их кафе, где кипяток нальют, когда и сколько надо. И на том спасибо!

Больше незачем описывать этот день. Мы поговорили «за Жизнь», потягивая Марсалу, потом Григорию позвонила его кохана…, в котором там часу они закончили ворковать, истории уже неведомо…

Утро 21 октября обещало быть многообещающим. «Что-то произошло в Природе», — подумал я утром.

Поглядел в окно — и действительно произошло.

Все горы были укрыты белым, пушистым снегом. Было пасмурно, но при этом красиво и как-то нереально...

Еще вчера шел просто дождь, а сегодня уже все вокруг закрыто снегом…, не каким-то легоньким снежком, а реальным слоем снега. Горы в снегу — достойны описания поэта, но мне почему то на ум пришли приземленные мысли: «Хорошо, что не оставил ручник затянутым» и «если на дороге гололед, то как мы выедем?».

Впрочем, «Благородный муж думает о делах по мере того, как они встают перед ним. Дела проходят и его сознание снова становиться пустым». Мудрое сие изречение Конфуция подходит ко многим сферам жития, несомненно, оно подходило и сейчас. Посему, взяв термос, я пошел на разведку.

Разведка показала, что снега много. Но все не столь страшно. Его усиленно чистили и буксовать при съезде нам не грозило. Немного еще опасался я, собственно, спуска с гор до Межгір’я, но тут уж «думает о делах по мере того, как они встают перед ним». Будем ехать и посмотрим.

А пока — идем на Синевир!

Все это время в далеком Днепропетровске стояла сухая теплая осенняя погода. +15 С˚, без особых ветров. Ездили машины, дымили заводы, красовались наполненные мусорные баки. Дороги гордо зияли прорехами, бычки, пластик и фантики весело перекатывались по городским улицам. Донельзя занятые горожане хмуро спешили по своим привычно надоевшим суетам, бродячие собачонки заливисто гавкали на весь мир и пытались хоть что-то выпросить у сытых и равнодушных двуногих. Аура равнодушия и потреблятства крепко держала город в своих объятиях.

А здесь была тишина… Не абсолютная тишина, что бывает в глубине пещеры, а та, которая бывает в Природе, когда ее ничто не тревожит. Мы поднимались по дороге с уклоном вверх и скаждой сотней метров снега становилось все больше. Величественные смереки стояли по бокам дороги, вздымая в небо свои заснеженные кроны. Картина зимней сказки в середине октября.

Вот и первая жертва. «Жигуль» одиноко стоял, не доехав немного до конца подъема, и озабоченные мужики пытались что-то сделать под открытым капотом. Как хорошо, что мы идем пешком!

Гриша уже устал доставать и прятать фотоаппарат — столько роскошных видов открывалось за каждым поворотом дороги! Вот уже и какая-то ограда вырисовалась в пространстве, какие-то два домика…, и вот оно — озеро Синевир…

Озеро Синевир мы видели в первый раз. Оно представляет собой небольшое озерцо в горной котловине, со всех сторон окруженное лесом и горами. Купание в озере запрещено и рыболовля тоже. Поэтому нет никаких пляжей, мостков и прочих цивилизационных сооружений. Озеро окружено естественным лесом, лишь на одном конце озера стоит какая-то очень советская стела, которую я помню еще по фотографии на советском атласе автодорог.

Не было ни души. Мы спустились к озеру и ритуально зашли босыми ногами в воду… Вот и воды озера Синевир омыли наши путешествующие ноги. Возле озера стоял киоск с сувенирной продукцией, до которого нам было рукой подать.

Весьма приветливая продавщица начала нам показывать все, что было. А было достаточно чего. Гриша купил там различные изделия из овечьей шерсти, приятные на вид и практичные, несколько сувениров. Я купил замечательную картину «Тайная вечеря», не ручная работа, конечно, но очень прилично. А чтоб с покупками не носиться, оставили в том же киоске.

Вокруг озера была сделана аллея, с деревянными перилами. Никаких асфальтов, обычная лесная грунтовка. По которой мы и пошли вокруг озера. Сама эта дорога весьма живописна. Побывать на Синевире и не пройти вдоль всего берега — просто грешно. Мы медленно шли, любуясь красотами и пощелкивая фотоаппаратами.

Погода в горах — как настроение у женщины. Нет вещей, более изменчивых в этом мире…, даже ветер дует более стабильно. Только что было просто пасмурно, а вот уже пошел снег. И не так пошел, что мягко и пушисто, а пошел с ветром в лицо и резким ухудшением видимости. Озеро заволокло пеленой снегопада.

Это была красивая картина… Мы шли по аллее, а видимость менялась на глазах от нескольких десятков до сотен метров. Ляпота и полное безлюдье. Нам было интересно.

Вспомнился рассказ хозяйки колиби, где мы накануне ужинали. Она рассказала, что их односельчанин, проживший в этих горах 60 лет, пошел осенью в горы по грибы. Сел на пенек передохнуть и тут налетели тучи и видимость пропала, он оказалося в поясе туч. Встал — и не знает, откуда он шел. А ведь он прожил тут всю жизнь…

Искали полторы суток. Повезло: сыновья подняли на ноги все село и все МЧС. Будь ты простой турист — мог бы рассчитывать только на свои силы.

Но мы шли по аллее и нам все равно, какая там видимость. Что такое оказаться в поясе туч зимой, мы испытали чуть позже, оказавшись на Чатырдаге в штормовую погоду. А сейчас — налюбовавшись красотами Синевира, пошли обратно — предстоял еще долгий путь.

Навстречу начали попадаться разрозненные группы. Выйди мы к озеру на полчаса позже, удовольствоваться безлюдьем уже бы не пришлось.

Пока мы там бродили, съезд и нашу стоянку расчистили. Гриша пошел в номер, я решил прогреть машину и заодно снял, почистил и снова поставил барахливший вчера выключатель света фар. Более нас эта проблема не беспокоила…..

Где-то в первом часу мы выехали с отеля, о котором остались только приятные впечатления. Гололеда не было. Факт сей весьма меня радовал, учитывапя откровенно летнюю резину ведущих колес. Но снег на дороге лежал, посему крались медленно. В этот день я в полной мере испытал на себе прелесть вождения по горному серпантину в условиях лежащего снега.

Весь тот путь, который Гриша проехал накануне в темноте, но без снега, я проехал при свете дня, сжимая руль на особо заснеженных участках. Дорога извивалась, как змея. На самом высоком перевале накрыла туча и трое машин, застигнутых этим природным явлением, лихорадочно включили фары и снизили скорость.

Впрочем, ничего экстремального в этом нет. Просто аккуратно езжай и никуда не спеши — доедешь, куда тебе надо.

Гроза над Румынией и нами.

По мере спуска с гор менялась картина окружаещей природы. Вот уже не видно снега. Уже леса стали преимущественно широколиственными. Уже потеплело.

При подъезде к Хусту поразила чернота туч, висящих в полнеба. Чем-то легким это обойтись не могло. Оно и началось вскоре грозовым дождем со всеми сопутствующими громами и молниями. Дождь шпарил так, что дворники едва справлялись со своей работой. А впереди, где вздымались уже румынские горы, сияло солнце.

Хуст мы объехали по объездной. Времени не было, не было и планов на посещение города. Сегодня мы планировали попасть уже в Карпатский Национальный парк и ночевать недалеко от Говерлы. Мы все еще были оптимистичны…

Сразу за поворотом объездной стоит заправка WOG. Путешествие с полным баком меня всегда весьма радует, закарпатская заправка получила нашу толику денег. Дождь так же внезапно и закончился. Чтобы снова внезапно вшпарить через десять минут. Но мы едем по трассе, еще день, бак приятно полный и окружающие картины нас только веселят.

Трасса от Хуста до Рахова — самая живописная трасса, которую я когда-либо проезжал! Отнюдь не широкая, но с нормальным покрытием, она проходит по таким природным и антропогенным ландшафтам, что только успевай крутить головой. Справа виднелись горы, стоящие уже на территории Румынии. Там было солнечно. Слева — периодически сияло Солнце и налетали чернейшие тучи, грозящие своим видом, как минимум смерчем и ураганом. В момент «извержения» дождь заливал лобовое стекло и я снижал скорость, чтобы хоть что-то видеть. В разгар дня все ехали со включенным светом фар.

Само пространство вдоль трассы было густо застроено. И застроено оригинальной архитектурой, не встречаемой на нашем Востоке. Дома западноевропейского типа, с высокими крышами, большими, даже готическими окнами, выглядят добротно и привлекают взор. Дорожные указатели дублировались не на русском и английском, как у нас, а на венгерском языке. Вдоль всей трассы стоят села и городки, посему ехали чаще в городском режиме 60 км/ч, чем в трассовом.

Не видно мусорных баков и куч мусора тоже нигде не видно. Не видно ничего ржавого, сгнившего, полуразрушенного. Не видно покосившихся заборов и ничего не разрисовано бессмысленным граффити.

Нередко встречаются церкви, костелы, часовни, даже колодцы во дворах накрыты своеобразным куполом с изображениями на религиозную тематику. Гриша выразил свое одобрение данному status quo…. На фоне запыленных домиков Донбасса, Закарпатье выглядело настоящей заграницей.

Это, наверное и хорошо, что ехали так медленно. Не часто наблюдаешь стиль жизни, столь отличный от твоего, чтобы пролетать мимо галопом. Одна заправка нас просто поразила — настоящий дворец с колоннами, балконами, декоративной отделкой… — мы не сразу и сообразили, что это. Видать, кто-то построил гостиницу…

В городке Тячев остановились у обочины. Цель — пополнение запасов зеленого змия. Продукт сей у нас почти закончился, а впереди ждали Карпаты. Гриша пошел в магазин, мне же осталось рассматривать площадь, на которой мы стояли. Через минут 20 вернулся Гриша. Операция прошла успешно и пакет приятно радовал глаз обилием закупленной Гришей снеди.

Едучи по городку Тячев, заметил возле частных домов выставленные на продажу какие-то банки и бутыли с чем-то непонятным. У одного такого дома остановились и спросили, що це, собственно, таке. Оказалось, что в бутылях продают домашнее вино, а в банках — маринованные и сушеные грибы. Трехлитровая банка сушеных белых грибов тянула на 250 гривен… Как-то отпала охота покупать грибы. А вот закарпатское вино купили на пробу.

Поскольку ехали небыстро, да остановки, да выехали не рано, то день стал клониться к вечеру. Как-то подсознательно стало не вериться в достижении сегодня подножия Говерлы.

Где-то после городка Великий Бичків поселения вдоль трассы закончились. С левой стороны начался лес, с правой — река Тиса. Судя по карте, на противоположном берегу Тисы была уже Румыния. Периодически справа возникали бетонные столбы с табличкой «Державний кордон України». Мы ехали просто вдоль государственной границы.

И — никого. Ну как тут не удержаться и не сфотографироваться возле такого столба! Остановились у обочины, постояли возле столба, пофотографировались, да поехали дальше. Спустя несколько километров нас тормознуло ГАИ. Здоровый дядька, типичный «сержант Петренко», подошел и попросил документы. Долго рассматривал все, спросил откуда мы и что делали возле пограничного столба.

Понятно стало, почему он нас остановил. Что-то придумывать не было нужды. Я рассказал ему все, что счел нужным: откуда мы, что мы путешествуем, едем до Говерлы, но наверное, заночуем в Рахове. На вопрос: «почему встали у столба» он же сам и ответил: «ви, мабуть мінялись місцями». Разубеждать его я не стал. Взглянул в багажник, увидел наши туристские прибамбасы, сухие стружки и дрова, которые нами дали в последней колибе. На этом мы и попрощались. Я успел даже замерзнуть, стоя на воздухе, под внезапно пошедшим снегом. За руль!

Последующий час изменил наши первоначальные планы, мой водительский опыт и, отчасти, самого меня.

Пошел снег, с ветром, длинными хлопьями. Наступила темнота. Мы медленно ехали по незнакомой узкой дороге, где справа без всякого ограждения можно было приехать в реку Тиса. Свет фар с трудом пробивал себе дорогу в этой круговерти беснующегося снегопада. Видимость, и без того невысокая, резко упала, дворники только успевали сметать снег с лобового стекла. Местами я предпочитал ехать 20 км/ч, потому как ничего не видно впереди! Это была поездка, полная сюрреализма и ощущения нереальности происходящего. Где мы, куда мы едем, что там впереди — все было сказочно нереально. Вот такое оно — «сдвиг точки сборки»…

В таких условиях мне приходилось ездить впервые. Это сейчас вспоминается как «круто!», а тогда мне было не до того. Все внимание было направлено на дорогу и рука периодически переключала рукоятку на третью и вторую передачу. Вдали появились огни Рахова. Уже ни о каких Карпатах сегодня речи не шло. Доехали до первой заправки, вышли выпить по чашке кофейку и спросить у местных, где можно в Рахове заночевать. Работники заправки оказались словоохотливы и наперебой рассказали, что в городе самый крутой — готель «Европейський».

Снегопад ослабел. Этот час, когда я с напряжением сил пробирался через снежный буран, съел достаточно много моей энергии. Искать где-то место, ночевать в палатке, варить на газе и спать одетым в спальнике, без костра — я сегодня не хотел. Поэтому у нас не возникло разногласий с Гришей — мы поехали искать тот готель. Готель «Европейський» оказался в строительных лесах. Припарковавшись, мы пошли узнать насчет номера. Ремонт, оказывается, велся снаружи. Внутри все было чинно, чистои респектабельно. Администратор показала нам двухместный номер, не столь роскошный, как в «Арнике», но вполне «европейський». Все для нормального отдыха там было, и цена в 60 грн с человека нас более чем устраивала.

Машину завели во двор, поселились, нам предоставили чайник. Что еще нужно проведшему весь день за рулем человеку? Я блаженно вытянулся на койке, попивая горячий чай. Раз уж мы тут, то не будем же мы разводить огонь и готовить ужин? Нам любезно указали, где у них при готеле ресторан. За отсутствием выбора (был уже глубокий девятый час вечера) мы пошли в тот ресторан. Ресторан оказался приличнейшим заведением. Улыбчивые официантки порхали между посетителями, по большому экрану шел футбольный матч, тут же привлекший внимание Гриши. Нам дали меню, которое оказалось вполне доступным, и мы не стали сильно ограничивать себя.

Возле барной стойки Гриша остановился, выбирая себе напиток к заказанному меню. И я посоветовал ему попробовать Бехеровки. Замечательная сия настойка является одним из лучших крепких напитков, а Гриша ее не пробовал. Правда дорогая, 15 грн/50 гр, но ведь мы достойны лучшего! Я же скромно допивал принесенную с собой последнюю нашу Массандру.

Бехеровка произвела фурор в Гришиных вкусовых ощущениях. Этот благородный напиток не оставляет после себя водочного послевкусия, пьется легко и непринужденно, при этом имея водочную крепость. Гриша за этот вечер закончил все запасы Бехеровки в этом баре (ее оставалось немного) и напоследок заказал еще 50 перцовки «Немиров». После Бехеровки перцовку он так и не допил — слишком велика разница между ними.

Я посидел на 25 грн, Гриша на 115. «Дорого стоит хороший дурман»…

На улице лежал снег и была отрицательная температура. Ехать куда-то еще за 70 км до подножия Говерлы — не хотелось даже и думать. Я поглядел в окно и порадовался, что мы здесь. Из темноты неслышно вышел Морфей…

Взгляд в окно 22 октября напоминал строки из Пушкина:

Под голубыми небесами,
великолепными коврами,
блестя на Солнце, снег лежит

Конечно, снег не лежал так, как у Пушкина. Его было негусто. Но все остальное соответствовало. Погода распогодилась, и нас ожидала приятная поездка до Говерлы по залитым Солнцем Карпатам. Рахов — самый высокогорный город в Украине. В этом городе за века существования смесь различных культур: гуцульской, венгерской, чешской. Рахов, как город, стал известен с 1447 года. Венгры установили господство над этими территориями с 13 века. С конца 17 века эти земли перешли под владычество Австро-Венгерской монархии Габсбургов. С 1919 по 1939 год Рахов был в составе Чехословакии, с 1945 года — присоединен к УССР.

Как видим, история славно перемешала тут все, что поблизости лежит. Это вам не Лапландия, не глубины Сибири, лежащие далеко от проторенных путей… По Закарпатью полной мерой пронеслись революции, две мировые войны и прочие прелести «победившего социализма».

На стенах отеля развешаны картинки и фотографии со времен начала века. Весьма познавательно было посмотреть на историю края, запечатленную в моменте фотографии, на людей в национальных костюмах, который был тогда повседневной формой одежды, на тот же самый отель времен Чехословакии, на деревянные мосты и сплавщиков леса за работой. Попади туда — хрен сориентируешься, все не так и все не то…

Церковь и костел в Рахове.

В Рахове я был в 1993 году. Прошло 17 лет. Уехать просто так я категорически не мог. Мы пошли на прогулку по городу.

Город не отличается многоэтажностью, что выгодно сказывается на его облике. Приятно видеть с городских улиц небо и горы, а не коробки соседних многоэжтажек. Архитектура интересна, красива и приятна для глаз. Убрать все рекламы и вывески — Австро-Венгрия!

С 1993 года я помнил костел, в который мы тогда не попали. Он и оказался недалеко от отеля. Величественный костел и рядом — величественный православный храм.

Мы обошли вокруг, пофоткались. Храм был закрыт, а в костеле была приоткрыта дверь. Мы зашли в костел. Приветливая женщина в костеле не прогнала нас, а пригласила зайти и посмотреть. Первый раз в жизни я заходил в настоящий, немузейный, действующий костел. Поразило его убранство: скромное, без многих картин на стенах, со скульптурами Христа, Девы Марии и католических святых, со скамейками и лежащими на каждом сидячем месте молитвенниками.  Раскрыв молитвенник, мы узрели венгерские тексты. Их можно читать, как латынь, но кроме имени Христа не понятно ни одного слова… Венгерский язык считается сложным и ни на что не похожим.

Сам костел чем-то напоминает средневековую крепость: массивные стены, узкие готические окна, входные двери, как ворота в замке. Торжественность и мрачность — пожалуй, этими двумя словами можно описать настроение внутри костела. Многовековые традиции католицизма, с его угнетением «греховной» плоти, с его атмосферой средневековых городов, с его, ныне осужденной Папой, но все таки бывшей в истории инквизицией — все это навевает оттенок того, что я обозначил словом «мрачность».

Мы вышли из костела. Мечта побывать в нем исполнилась через 17 лет…

Города мы не знаем. И не планировали в нем ночевать. Поэтому ничего по Инету про город я не искал, где какие достопримечательности. Но это и не нужно, мы просто идем по главной улице, рассматривая краевиды. Базар — непременная составляющая любого уважающего себя города. Есть он и в Рахове и расположен так, что мимо мы пройти не смогли. На базаре — все то же, что у нас, только присутствуют еще изделия народных промыслов, впрочем, уже нередкие и у нас. Впечатлило обилие венгров: этих курчавых черноволосых людей трудно спутать с кем-то еще…, для этого надо слишком много выпить…

Бабки-венгерки продавали на базаре сало — знаменитый венгерский шпик. Пройти мимо мы уже не смогли. В результате каждый возвращался с базара с куском сала в руках… Скажу вам, что сало готовить венгры умеют!

Однако — Рахов промежуточный пункт. Наш путь лежит до Говерлы — так пора, брат! Почти напротив нашего отеля зашли в кафешку, типа «советская столовая». И цены там оказались вполне «советскими». Конечно, не ресторанный вид у этой столовой, но в плане «заправки баков» — очень даже… Входили и выходили местные. Причем — буквально выпить по чашечке кофе. Мы на их фоне выглядели роскошествующими панами. Кофе там действительно неплохо…, впрочем, я не гурман и могу ошибаться.

Но хватит жрать! Пора за руль! Ближе к полудню мы выехали с отеля в сторону гор.

Рахов — довольно длинный городок. Сельские дома плотным рядом идут вдоль левой стороны дороги (справа — Тиса), и город незаметно переходит в пригородные села. Стоит замечательная погода. Штиль. Мы медленно едем, соблюдая городской режим (а иначе не получается), Гриша щелкает фотоаппаратом, я рулюю. Вроде и не холодно, но едем медленно, и стрелка указателя температуры двигателя никак не долезет выше второй риски.

Дорога вьется среди гор и широколиственные леса периодически сменяются чисто смереками…, местами лежит снег и в общем и целом совсем не жарко. Возле одной часовни остановились и вышли подышать. Б р-р-р! Теперь понятно, почему двигатель никак не прогреется… С нашим темпом у него нет шансов на сугрев.

Река Тиса за Раховом

От часовни уходит в лес дорожка, ведущая, судя по указателю, в какой-то детский христианский лагерь.

А мы, довольно охладившись, едем дальше.

Ясиня. Лет … дцать назад я ездил сюда, разводили костерок и пекли картошку на пикнике выходного дня. В 1993 мы вышли на ж/д станции Лазещина и с этой стороны взошли на Говерлу. В первый раз. Времени уже прошло с тех пор…, воспоминания хранятся больше на черно-белых фотографиях, чем в памяти. Потом ведь были другие восхождения. Мы проехали Ясиню и Лазещину…, путь наш лежал на Ворохту.

Светило Солнце, был приятный осенний штиль. Ехалось легко и свободно, дороги в нормальном состоянии. Небыстро — ну так мы не на гонках, спешить нам незачем. Вот и Ворохта. В сей населенный пункт я приезжал дизелем и автобусом, потом шел пешком до Говерлы. Полдня идти… А тут, лавируя между вдруг появившимися ямами, мы проминули Ворохту и вырвались на оперативный простор. КПП перед въездом в Карпатский национальный парк. Никто нас не встречал, но забор был закрыт и мимо на машине мы не проедем. Да и не собирались.

Я зашел в КПП. Своим появлением отвлек дядек и тетю от смачного обеда. Впрочем, вполне дружелюбно нас записали в журнал, рассказали про дорогу, предупредили про снег и пожелали счастливого пути. Снова мы въезжаем в ворота национального парка, как год назад на Форде. Все шло очень неплохо. Каменистая дорога была вполне преодолимой. По дороге текли ручьи и самые крупные камни приходилось объезжать, лавируя по всей дороге. Вот и поворот на известную мне полонину.

В 1993 году мы, студенты третьекурсники, впервые поднимались на Говерлу. Шли пешком с рюкзаками, уже уставшие. Вечерело. Гостиницы не входили в наши планы. Почти случайно один из нас, неутомимый исследователь окружающего мира Вадим Манюк, пошел на одном из наших привалов вглубь леса по дорожке и вернулся с хорошей вестью: там стоит дом. Мы пошли туда и там, на красивой полонине стоял дом. Деревянный, с дверями и окнами, сложенной печью, текущим ручьем рядом и обилием дров. Необитаемый, но явно посещаемый и поддерживаемый в порядке.На чердак вела лестница и лежало приятно пахнущее сено.

Что еще нужно усталому путнику? Мы остались ночевать там. И впоследствии я не раз ночевал в этом доме. И сейчас, едучи мимо, не мог не остановиться и предложил Грише пройтись к той полонине. Машину оставили перед шлагбаумом. Наверх мы все равно бы не заехали — не та дорога, чтоб Жигуль по ней ехал. Вот и он — тот самый дом. Здравствуй, наше пристанище… Много лет я тут не был.

Многое изменилось в мире с тех пор. Увы, это коснулось и заброшенного домика в глубине карпатских лесов. Вместо чистой комнаты на первом этаже мы увидели кучу пустых бутылок, оберток, банок — всего того мусора, которое оставляют после себя современные люди. Вместо сена на чердаке был склад того же мусора, что и внизу. Лишь поглядев на это, мне расхотелось быть в домике. Мы посидели на скамейках перед входом, обозрели окресности, которые немного заросли с тех пор.

Время в наименьшей степени изменяет такие места, удаленные от цивилизации. Здесь происходит лишь естественный процесс старения и обветшания того, что не поддерживается… У нас же в Днепре регулярно взлетают ввысь новостройки фешенебельных «Бизнес-центров».

Спустившись к машине, поехали дальше, в сторону Говерлы.

Внизу, у КПП, стояла обычная осенняя погода. Не холодно, нежарко, солнечно. Тут нам стали попадаться снега. Сначала немного, местами. Потом все больше и гуще. Вот уже мы едем по снегу. Вот уже вокруг — снега. И не первый робкий снежок, который в городе тает сразу под колесами машин, настоящий снег, нормальным слоем лежащий на окружающем пространстве. Стали появляться непозитивные мысли: «можем не доехать, можем забуксовать».

Но пока машина, пусть не бодро, но бежит вверх.

До тех пор, пока мы не въехали на мост. Небольшой мост через один из притоков реки Прут. Мост этот хорошо нам обоим запомнился. Здесь, год назад, мы забуксовали на Форде. Был точно такой же снег и гололед и примерно такие же дни месяца.

Мы не пали духом. Протягом часа мы героически боролись с гололедом. В ход пошло все: и наша мускульная сила (трое мужиков), и энергичная работа лопатой, и антипробуксовочные приспособления, купленные Графом в Сочи и немного помогшие нам. Несмотря на все вышеприведенное и на мощь турбодизеля Форда, машина так и не смогла преодолеть этот мост. Тогда я прошел вверх еще добрых полкилометра, чтобы убедиться, что там еще больше снега. Говерлы в прошлом году мы не достигли. Жигуль въехал на этот мост и остановился на том же самом месте!

«Это мистика» — решили мы оба, вылезая из машины. Точность остановки была потрясающей…

Конечно, сложить лапки и поехать сразу вниз нам не хотелось. Поэтому мы героически попытались продвинуться вперед и проскочить этот заколдованный мост. Поревел двигатель, пошлифовались ведущие колеса. Пораскидался лопатой снег вокруг. Гриша мощно подтолкнул несколько раз.

На сей раз нам хватило 15-ти минут. Машина проехала метр вперед и безнадежно встала. Гриша пошел вперед на разведку местности. Я, переведя дух, мелкими галсами выехал задним ходом из заноса и встал на колею. Машина была уже «на ходу» и, по крайней мере назад, мы могли ехать. А пока — залитые Солнцем смереки и потрясающий карпатский воздух в неограниченных количествах. Вернулся Григорий. Как и ожидалось, впереди еще больше, еще круче. Рвать сцепление и толкать через …дцать метров нам не хотелось.

Вот одна из замечательных черт моего друга — рассудительность и бережность по отношению не только к своим вещам. На своей машине он бы однозначно вверх не поехал (в прошлом году именно он прекратил наши бесполезные потуги). И сейчас он прямо высказал свое мнение: «не советую, впереди то же самое и еще больше». Раз нет — значит нет, издеваться над машиной мы не собирались. Подъем к подножию Говерлы закончился на том же самом месте.

Съехали задним ходом до более-менее приемлемого места разворота. Поехали вниз и вскорости нашли то, что хотели. В стороне от дороги шумел ручей, стояла беседка, было кострище и немного оставшихся дров. Было куда поставить машину, чтоб она не мешала с дороги. Дорога, правда, совсем рядом, ну так никого ж на ней нет. В этом месте было решено заночевать. Поставили палатку, Гриша затеялся разводить костер, я же поставил котелок на газ — когда еще созреет тот костер?.. Предчувствие не обмануло. Сырые дрова не хотели нормально гореть. Вот уже вскипел котелок на газе, вот уже вовсю готовиться суп, а костер все еще находиться в стадии борьбы с Григорием.

Вот уже сало нарезано и суп готов окончательно, а Григорий по-прежнему находиться в стадии борьбы с костром. Нет, огонь был. Пока Гриша махал над ним куском картона, он очень даже неплохо горел. Но прекращение махания приводило к его постепенному угасанию…, картина, знакомая каждому бывалому туристу. На таком огне не сваришь по-нормальному.

В конце концов, борьба за право посидеть у костра пришла к логическому заключению: «ну его в …», и мы, подвесив фонарь, сели в беседке, вожделенно поглядывая то на ароматный суп, то на «Nemiroff з перцем». Надо сказать, что пока все это происходило, стало темнеть и как-то совсем стемнело. Возник ветерок, упала температура пространства. Стало весьма нежарко. В этих условиях первые капли Nemiroff упали на благодатную почву наших организмов. Все было очень своевременно и очень здорово: лес, ночь, безлюдье, тишина, снег, легкий морозец, наш накрытый стол, наше настроение. Мы сидели в беседке, немного защищенные от ветра, и предавались отдыху.

В замечательном месте, посреди Карпат, мерно чокаясь весьма кстати приобретенным змием.

Взошла Луна. Мороз немного усилился… Щіра пісня полилась над просторами Карпат.

Была спета замечательная украинская козацька классика. Были спеты душевные песни времен нашего студенчества.

Были спеты вечные песни времен Великой Отечественной и несколько самых классных баллад «Арии». Все это просто голосом, гитару мы не брали. Редкий момент «настоящести» бытия…, душа пела, а разум удовлетворенно потирал руки.

Как хорошо, что мы вовремя развернулись!

Эта ночевка в Карпатах была одной из лучших по своему душевному состоянию. В гостинице так не попоешь и настрой совсем другой, хоть там и комфорт с душем. Каждому из нас знакомо это ощущение — ведь это ради него мы подрываемся со своих диванов и от своих мониторов и едем в походы!

Хочу откровенно прорекламировать змия «Nemiroff з перцем». Обычно мы оба предпочитаем благородное вино. Но здесь, под этот колорит, этот мороз, этот стол, это душевное состояние не могло быть лучшего, чем этот полулитровый змий. Отличного качества, холодный и жгучий, он пробирал весь организм и разносил по жилам тепло и удовлетворение от бытия. Граф, Вы абсолютно точны в своем выборе!

Тишина покорила нас обоих. Смолкли аккорды наших песен. Дедушка Мороз понемногу стал добавлять ветра и забираться под наши слои одежды. Отдав дань Черногору и Бахусу, мы поспешили отдаться под власть всесильного Морфея. В этой местности зима уже вступила в свои права. Ночь была откровенно зимней, хоть это и не пробило мощную стену синтепона спальника. Зная, куда мы едем, спальники брали зимние, о чем ни разу не пожалели. Как там говорят горноспасатели: «В горах ни разу не находили запарившихся от жары. Зато замерзших насмерть — регулярно».

Утренний воздух весьма свеж и бодрящ. Все, что могло замерзнуть в котелках — замерзло. Холодное Солнце медленно взбирается по небу за стволами смерек. Утренние процедуры в горном ручье мигом смывают сонную лень…, ты снова бодр и готов к жизнедеятельности. Даже не хочется пытаться разводить костер. Котелок ставиться на газ.  Мы не стали заморачиваться на долгие приготовления. Остатки со вчера, горячий чай. Такое утро, что не хочется рассиживать и тратить время на готовку.

Прогреваем двигатель, собираем стоянку. Снова в путь!

Была мысль заехать в Яремче на базар народных промыслов. Но, поскольку уже купили шерстяной одежды на Синевире и были на том базаре в прошлом году, то тратить время не стали. Не настолько длинен в октябре световой день, чтобы отвлекаться на каждое «хочу». За Делятиным повернули на Ланчин, проехали Коломию.

При въезде в городок Гвіздець нас настиг извечный спутник путешествующего — чувство голода… Завтрак в Карпатах был не особенно сытен и монстр сей обязательно должен был нас настигнуть. Тут еще Григорий захотел купить в аптеке какую-то нужную мазь. Остановка в этом городке была предопределена судьбой. Григорий пошел искать аптеку, я же пошел искать перекусить. Кафе было найдено мгновенно. Сделав заказ в кафе (демократичные цены, культурный персонал), мы вышли на улицу…, надо было подождать готовки. Гриша отправился в аптеку, я наобум пошел улицей села.

Не только лукавый кидает сети на стоящих на перепутье путников. Господь иногда ведет такого путника туда, куда он сам ни за что бы не попал. Совершенно случайно я пошел в самом нужном в городке Гвіздець направлении.

Из пространства выплыли массивные стены ограды, а за ними — величественный костел. Костел братьев-бернардинцев был построен в 18 веке вдовой местного польского князя Софией Пузиной. Древность его бросалась в глаза даже при беглом взгляде. При ближайшем рассмотрении становились видны следы действия времени: проемы окон, следы пуль на стенах (костел пережил две Мировые войны), вымытые дождем и Солнцем фигуры святых. Постояв у костела, я нашел Гришу и привел его сюда.Костел в ызвал восторг у Григория — величие старины очень даже находит отзыв в душе певца и аристократа.

Поскольку пришло время идти в кафе, то решили вернуться, осмотреть его позже. Пока мы там боролись с голодом, возле костела произошли изменения. Этот памятник архитектуры является местным местом паломничества бракосочетающихся пар…, как в нашем Днепропетровске памятник Славы. Мы пришли как раз лицезреть две свадьбы, приехавшие пофотографироваться у костела. Внутрь мы не попали. Но вполне хватило осмотреть его снаружи. Пришлось поизвращаться, чтобы словить в объектив кадры без людей и иномарок.

Никуда не спешили. Планов на длинный марш-бросок сегодня не было. Костел сей возник на нашем пути внезапно и внепланово. Неизвестно ведь, когда еще мы попадем в маленький городок Гвіздець!

Снова дорога, снова городки и села. Городенка, Товсте, Борщів, Смотрич. Путь был просчитан с расчетом на второстепенные трассы, чтобы не заморачиваться на проезд больших городов и обгоны караванов фур. Вся эта дорога нормального качества и не перегружена транспортом, за что и люблю такие дороги.

Вот и Дунаевцы. Городок Дунаевцы нам известен с прошлого года, мы проезжали его по пути в Каменец-Подольский. Сам он нам не нужен, мы прямуем дальше. Надо сказать, что пока мы ходили возле костела, время не останавливалось ни на секунду и день пришел к логическому своему завершению — вечеру. Стало смеркаться. На полпути между Дунаевцами и Новой Ушицей есть село Велика Кужелева. В прошлом году мы так же ехали на Форде, также в темноте и искали, где бы заночевать. По карте там показана грунтовка к селу через лес и к речке Ушиця.

В реале грунтовка есть, но проезжа она лишь пару сотен метров. Потом начинается триал, для простых машин не предназначенный. Но нам этого хватило — мы съехали от трассы, стали на опушке леса и отлично проночевали тогда в сосновом лесу, не видные никому. И в этот раз мы решили остановиться в этом месте. Уже в темноте нашли тот малозаметный поворот, проехали по буграм и встали точно в том месте.

Да, это была та самая маленькая поляна в сосне. На окружающих соснах виднелись прошлогодние спилы, когда я с фонарем и пилой лазил по деревьям и спиливал подходящие нам сухие ветки. Под слоем хвои можно было найти пепел нашего прошлогоднего костра. Приятно возвращаться в место, где тебе было когда-то приятно! Поставили палатку, на том же кострище развели костер (это вам не негорючая смерека!). Еда едой, а в один из котелков было вылито купленное в Тячеве закарпатское вино. Добавлен лимон, мед, специи. Божественный запах глинтвейна разнесся над поляной.

Вот очень правильно Кастанеда когда-то ввел в обиход понятие «Место силы». Именно эти два слова наиболее точно характеризуют те места (у каждого свои), где тебе всегда хорошо и куда тебя тянет вернуться. И наверное, совсем не случайно мы попали в прошлом году именно на эту поляну, чтобы вернуться сюда снова. И не случайно перед тем мой взгляд на карту уперся именно в этот малозаметный грунтовый поворот…

Как замечательно мы сидели тут в прошлом году, так же замечательно мы посидели и в этом. Нормальный костер из сухих сосновых дров, тепло и безветренно, звезды на небе, горячий глинтвейн из доселе неведомого нам вина. Он оказался весьма коварен, этот закарпатский глинтвейн. Вроде ничего-ничего, а как была окончена фляга, то сразу стало ясно, что больше нам не нужно. Машина стоит на опушке, никому не видная. Тишина, нарушаемая лишь треском костра и нашим разговором.

Не холодно и не жарко. На небе видны звезды — дождь нас не потревожит. Легко, приятно и умиротворенно на душе и в теле. Так сидеть у костра, подкидывая ветку за веткой, можно бесконечно. Некая мысль, возникшая после последнего изучения карты, летает вокруг, никак не желая оформиться в четкие формы. Завтра я ее обдумаю более внимательно.

Но это будет завтра …

Оно не заставило себя долго ждать, 23 октября.

В отличие от Карпат, оно было относительно теплым, можно сказать, что в спальнике было жарко. Великолепное осеннее утро! Утренний кофе, легкий душ (запас воды позволял и помыться). Кстати, именно тут, в Хмельницкой области, была использована вода, набранная нами еще в Гоще, 19 октября. До сих пор мы ночевали и питались стационарно и воду в канистрах не расходовали.

Григорий пошел по тропинке вниз по склону, разведать местность. Вернулся с восторженным описанием красот находящейся внизу долины. Раз так, то пойду и я. Тропинка через сосну плавно переходила в тропинку через кленовый лес. А внизу открывалась действительно красивая долина, с полями и хатками. В обрамлении холмов, поросших лесом, стояли отдельные хутора. Тишина и умиротворенность — необычайные. Эта долина как будто затерянный мир в центре нашего густонаселенного мира. Поселился — и живи в другом измерении. Замечательное место для философов и людей, ищущих покоя.

Прошел вдоль поля, интересуясь возможностью попасть сюда на машине. Проселок вдоль поля выводил на лесную дорогу, взбирающуюся вверх по склону холма. Я прошел по ней через весь склон наверх. Если по ней и ездят, то явно на джипах или конях. На классике нечего было и думать. Вышел к нашей стоянке с другой стороны, сделав немалый крюк. Красоты окружающего мира того стоили. Как обычно, мы не спешили. Когда пришла пора собираться, я вспомнил про мысль, неуловимо летавшую вчера вокруг головы… Более внимательный взгляд на карту подтвердил мои смутные предположения.

В 95 км от места нашей дислокации находиться городок Меджибож. Я знаю, что там стоит замечательная крепость, времен еще до Богдана Хмельницкого. 95 км — не столь уж значительный крюк. Тем более что мы выезжаем на трассу Львов—Кировоград, по которой, не сворачивая, будем топить до победы. В следующий раз неизвестно когда мы окажемся поблизости древней крепости Меджибож. Так почему бы нам не заехать, посмотреть на крепость?

Своими соображениями делюсь с Гришей. Вместе прикидываем маршрут по карте, сколько придется сегодня проехать.

Какие могут быть сомненья?! Мы едем в Меджибож и посещаем крепость! То, что нам сегодня предстоит пройти полтысячи, нас не смущает — есть еще порох в пороховницах, и Солнце так призывно высоко стоит над горизонтом! Дорога через Новую Ушицю и Деражню была относительно неплоха. Местами встречались участки (в населенных пунктах), с разбитой дорогой, от которой мы успели отвыкнуть за несколько дней на Западной. Но в принципе, состояние этих второстепенных дорог вполне укладывается в удовлетворительно, а последний участок от Деражни до Меджибожа — так очень даже непогано.

Вот кстати, поменялся характер антропогенных ландшафтов. Вместо просторных домов европейского типа и деревянных гуцульских особняков, мимо проплывают какие-то низенькие, приземистые домики, ничем особым взор не привлекающие. Мы медленно переезжаем на Восток. Вот и трасса. Нам всего ничего — пересечь ее и въедем прямо в Меджибож. Но это не так просто. Трасса загружена, мимо один за другим проносятся караваны фур в сопровождении роя легковых машин. Приходиться выжидать окно, чтобы проскочить. Н-да, ехать по этой трассе будет не особо комфортно.

Городок Меджибож известен в летописях с 13 века. Название его происходит от географического расположения: он стоит между реками Бужок и западный Буг…, между двумя Бугами. Построенный при литовских князьях, позднее он вошел в состав Речи Посполитой и служил форпостом для обороны от набегов крымских татар. Эту крепость брал Богдан Хмельницкий во врем своих войн с Польшей.

После подавления царскими войсками польского восстания 1831 г, замок, принадлежавший тогда семейству Чарторийских, был конфискован и в нем располагались казармы. Благодаря использованию, крепость и сохранилась до наших времен в относительно неплохом состоянии (хотя, конечно, по степени сохранности до дворцов наших народних обранців ей далеко. Ну немає у европейської держави України грошей на повноцінну реставрацію своєї культурної спадщіни…).

Крепость выплыла из-за поворота неожиданно. Раз — и справа высится громада крепостной стены.

Она величественна, эта крепость. Вот как и Лавру — не хочу ее описывать. Это лучше увидеть своими глазами и прикоснуться своими руками. Зайти в церковь 14 века, стоящую посреди крепости…, в ней и сейчас проходят богослужения…, сколько тысяч раз здесь возносили хвалу Господу Богу?… Обойти ее двор, взбираясь к бойницам, представляя, как они тут воевали. Осмотреть окресности с крепостных стен. Послушать экскурсовода — они рассказывают интересные факты истории крепости. Погладить рукой стволы пушек, воевавших тут во время Великой Отечественной. А в небольшом магазинчике возле крепостных ворот, где можно выпить кофе и купить сувениры, стоит за дверями бюст Ленина, явно снятый в свое время с более почетного места. Ай да молодцы — зачем добро выбрасывать!.. Времена могут всякие наступить…

Долго ходить у нас времени не было. Впереди ждал еще неслабый пробег.

Выехали на трассу и — теперь вперед, до победы. Поскольку ночевать планировали в Чернолесье, под Знаменкой. Впереди ждал путь в 440 км.

Изначально трасса показалась, скажем так, не очень качественной. Намотанные километры только подтвердили это впечатление. Раскатанное тысячами фур, дорожное покрытие оставляло желать лучшего. Ямки, волны, неровности.

Трасса довольно узкая, достаточно нагруженная транспортным потоком. Едешь не как за городом, а как по городу не в час пик. Пристроившись за фурой, долго не можешь ее обойти. Поскольку трасса узкая, плотный встречный поток. Хорошо, что периодически встречаются карманы для свершения обгонов.

Однако не стоит забывать — мы едем на Жигулях. Рывок, который совершает иномарка, нажав на газ, позволяет ей обойти грузовики быстро и по нескольку штук, пока длиться карман. Нашему же движку 1,3 л это не под силу. Поэтому, не каждый карман нам оказывается достаточен. Бывает, что едем в хвосте прыткого грузовика аж до следующего кармана. Не сказать, что ехать по этой трассе легко. Периодически недобрые и неласковые слова слетают с уст в адрес дороги и дорожников. Едешь, не расслабляясь. Тут еще какой-то кот вздумал перебежать дорогу прямо перед нами. Руль влево, обе ноги нажимают на педали (сцепление и тормоз). При всей моей любви к животным, допустить выезд на встречную не могу, поэтому кот попадает в смертельную опасность. Вроде повезло — ошалевший кот пулей завершает свой прыжок позади нас. Жалко их, дуралеев — не понимают они правил движения этих чадящих повозок.

Я заколебался! Граф, не желаете ли сесть за руль? Да пожалуйста, сажусь.

Снова мили на кардан. Уже темно. Все встреченные по пути города: Винница, Немиров, Гайсин, имеют объездные, за что отдельная благодарность их проектировщикам. Более-менее нормально мы минаем населенные пункты, рыскать по которым при свете фар нет никакого желания. Только Умань проезжаем насквозь…, ну так тут Бог велел, езжай себе по главной до победы.

За Уманью стало полегче. Как-то так стих транспортный поток, ехать стало легче, товарищи, ехать стало веселей. Вот уже заколебался рулить Григорий. Десять минут стоянки, горячий кофе с термоса. Снова сажусь за руль — мне теперь ехать до места ночевки.

Ночная трасса вымотала. Накопилась усталость за день, дорога не самого лучшего качества, да и никогда я не любил ездить ночью. По мере возможности, ночных вояжей стараюсь избегать. Однако, все рано или поздно заканчивается, закончилась и наша трасса. На перекрестке кировоградской трассы и поворота на Знаменку—Смелу, стоит наш друг — постовой. И не в облом ему стоять тут в час ночи! Мы чрезвычайно скрупулезно тормозим, останавливаемся перед знаком «Уступи дорогу» и просто картинно осматриваемся по сторонам, «пропуская идущий транспорт», которого нет.

Безупречный маневр! Постовой провожает нас взглядом и стоит себе далее. Мы же, преодолев последние 3 км, въезжаем под полог леса, отъехав от трассы, останавливаемся среди леса. Закончен сегодняшний пробег.

Пробег, но не походный день. Ставим палатку, разводим костер и еще добрый час сидим у костра, допивая глинтвейн и подводя итоги. В лесу тихо, свежо, пахнет листвой и отблески костра очень красиво отражаются на желтых листьях окружающего леса. Не хочется ложиться спать — ведь это последняя ночевка в походе…

24 октября, без особых приключений, доехали до днепропетровского автовокзала. Днепропетровск встретил зияющими прорехами проспекта Петровского, наполненными мусорными баками, потоком машин, хмурыми лицами сограждан. Мы въезжали в мегаполис…

Я посадил Григория на его автобус. Так, крепким прощальным рукопожатием, закончился этот эпизод в течении нашей жизни. Прекрасный эпизод по имени «Поход», который, собственно, и служит украшением длинной череды полуосознанных дней, называемых «будни».

Всего не втиснешь в рамки туристического описания. Что хотелось рассказать про этот поход — рассказал.

В заключение несколько слов на чисто технические темы.

Состояние дорог по которым мы ехали — на «4». Местами — на «3», участок на «2» я описал. Трасса от Меджибожа до Знаменки — «трояк». Не ожидал от такого уровня магистрали. Хуже всего состояние этой трассы — в Кировоградской области. Приходиться объезжать торчащие прямо на трассе бугры и волны.

Западноукраинские дороги хвалю. Ездили и по основным и по второстепенным — все равно хвалю. То ли меньше ездят, то ли лучше строят. Раздолбанные встречаются, но в пропорции заметно меньшей, чем у нас.

Заправлялись исключительно на WOG. В прошлом году, путешествуя на Форде, заметили хорошее качество дизельного топлива, посему в этом году заправлялись А-92 на этой же сети заправок. Адреса заправок я нашел в интернете, посему мы уже знали, где будем заправляться. Их достаточно много, чтобы не испытывать нужды. Цена на WOG одинакова по всей Украине, к качеству претензий не было.

Питание в кафешках по ходу нашего следования — твердая «4». Вкусно, нормальные порции, культурное обслуживание, демократичные цены. Заметно демократичнее, чем в Днепропетровске. И войти приятно, и выходишь довольным.

Гуцульской кухне — отдельный респект: и количеству, и качеству, и ценам и внешнему оформлению. Довольно интересно было слышать гуцульский диалект. Вроде добре володію українською мовою та охоче на неї розмовляю, но иногда их речь трудно понять. На то он и диалект. Что впрочем, ничуть не мешало общаться.

Приятно отметить доброжелательность встреченных нами людей. Никто нам грубого слова не сказал, люди вежливы и в общении приятны. Наверняка, не все подряд такие, но сей приятный факт тоже отметился в мозгу.

«Классика» вела себя достойно. Кроме растрясенного выключателя света фар, ничего нас не беспокоило. При спуске с гор начало подавать нехорошие сигналы сцепление: периодически тупило, реагировало с замедлением. Это тоже меня не удивило — рабочий цилиндр был не первой молодости и по-хорошему, его следовало бы давно заменить. Но работал без проблем и посему не менял. Впрочем, это досадное недоразумение беспокоило нас редко, кратковременно, и никак не повлияло на наше дальнейшее передвижение в пространстве. Потом заменил, прокачал и теперь езжу нормально. Конечно, комфорт не тот, что на новеньком Форде. «Не та розмова, не тії слова….».

При длительном сидении за рулем затекает шея (подголовники не шибко удобны), эргономика водительского места устарела, как и сама эта модель. По трассе ехали со средней скоростью 90-100 км/ч, на обгон шел тогда, когда точно уверен, а уверен был не всегда. Нет той мощи, как у турбодизельного Форда, иногда долго смотришь в спину какой-нибудь прыткой фуре. А что вы хотели?.. Каждому инструменту — свое назначение.

Средний расход топлива составил 9 л/100 км. Учитывая нашу загрузку, периодические проселки, горы, длительные прогревы на стоянке, скорость по трассам около 100. Не самая экономичная машина Жигули. Открою страшный секрет: Жигули — вообще не самая лучшая машина! Модель, разработанная в 1977 году, не была лучшей уже тогда.

Но при всех ее видимых недостатках, есть у нее одно, но неоспоримое достоинство — она у меня есть!

Многолетней практикой автопоездок установлено, что лично для меня, сидящего за рулем своей машины, средняя скорость за ходовой день составляет 50-60 км/ч. Это от момента выезда с дома до момента остановки на ночевку. С учетом всех перекуров, перекусов и просто остановок.

На удивление, подобную же тенденцию заметил и для Форда. И тогда, и сейчас, мы проезжали примерное равное расстояние за день, за примерно то же количество часов. По сравнению с тем, что читаю про других путешественников, мы — просто сельские лошадки, неспешно шествующие по своей крайней правой полосе.

Что ж, каждому свое — кому лететь, кому — неспешно ехать. Любое путешествие должно проходить с достаточным комфортом. Иначе ведь не отдых.

В окружающем мире много Красоты и Гармонии. Из окна быстролетящего автомобиля ты не успеваешь это замечать. И ритм современной жизни построен так, чтобы мчаться «к цели», не особо осматриваясь по сторонам.

«Цель» — она может быть никогда и не достигнута, но ты, в погоне за ней, вполне можешь потерять все те сокровища, которые имеешь в себе самом и вокруг себя. Когда тебе становиться за 30, «абсолютная» ценность денег и навязываемых «целей» перестает казаться «абсолютной». Неизбезжный процесс — человек мудреет…

Как говорил Ницше: «Громом и небесными фейерверками нужно взывать к сонным и вялым чувствам. Но голос Красоты звучит тихо — он проникает только в самые чуткие уши».

Потому мы не спешим никогда и никуда.

Брожу под вечер. Ясен мой взор
Птицам небесным знаком простор
Ветру знакомы стволы дерев
Тучам знакомы вершины гор.
Земля все та же и та же вода
Луна все та же, как до сих пор
Непостижима только душа
Вечным раздумьям наперекор.

Букв много. Вечером пробегусь

а где фото украинских девушек?

Хорошо написано, но фотоаппарат не надо было прятать. Больше фоток это хорошо, ну и без девушек тоже не куда.

Как дома побывал..Пиши ещё,и фотографий не жалей! :)
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..

Очень мало фото...

Зато много букав(в т.ч. лишних), Морфея и сала....

Сам родился в Запорожье, в Днепропетровск на ракете гонял по детству с батей...

Я не понял, - ты сочувствующий упа что-ли?
Ресурс не перепутал!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!!!

мало фот. иного букаф

Эти уроды из УПА убивали всех начиная с беременных женщин и грудных детей, а теперь они там герои. Моего прадеда они убили, чуть не убили деда и всю его семью. Дед скрываясь от них простоял в холодной воде 10 часов, видел как по реке плывут трупы убитых. А теперь они герои. Это пи-ц. Я надеюсь Бандеру черти в аду хорошо жарят.
С уважением ко всем читающим)

сургут
Это был стенд-памятник армии УПА, с портретом Романа Шухевича и довольно интересной исторической информацией на тему возникновения Повстанческой армии. Стенд установлен возле Бережанского военкомата…, что и неудивительно, учитывая боевые традиции этой части Украины. Смотрится очень колоритно. Разумеется, мы сфотографировались возле стенда… Экзотика, невозможная на нашем Востоке.--удалите это безобразие-позор позор позор какая экзотика автор у тебя деды на чьей стороне воевали?????воообще охренели-сначала верните бабло за газ

ПАРНИ, ВЫ ВДУМАЙТЕСЬ, - "Смотрится очень колоритно. Разумеется, мы сфотографировались возле стенда… Экзотика, невозможная на нашем Востоке."

Т.е - он жалеет, что такие"памятники" не по всей Украине стоят!!!
Это но нам Русским заясняет, так. у которых практически все деды от этой мрази его же Родину и освободили!!!!!!!!!

Ebaches:
Очень мало фото...Зато много букав(в т.ч. лишних), Морфея и сала....Сало люблю - но на костре его в чистом виде ни разу не жарил... Рецептик подкините?Сам родился в Запорожье, в Днепропетровск на ракете гонял по детству с батей...
Сало солёное, кусочек обматываеш в бумагу и накалываеш на шампур или на палку с заостренным концом. Держи над костром, чтоб оно поджарилось, потом остатки обгоревшей бумаги убираеш и под водочку пальчики оближеш.

Очень много слов, а по поводу путешествия тема не раскрыта! Много лирики, а толком сколько проехал какой расход сколько денег потратил на бензин и на поездку!!??? Не-зачёт!!!
Nissan Sunny 2000г, 1,5 л.
Nissan X-trail t30 4wd 2004г

Юлькин сын.

Энергодар, Запорож
Рассказик супер. Дополню немного своими фотками
Т.е - он жалеет, что такие"памятники" не по всей Украине стоят!!!
Давай не будем здесь обсуждать политику. Тем более такой туманный вопрос.

А ваше рассказик супер, прочитал с удовольствием. Вот только фотки бы ещё.

После фоток на фотне УПА читать перестал.....вдруг стало не интересно.
Yamaha Nova

На "ФОНЕ"....ноут без русских буков, печатаю в "слепую"
Yamaha Nova

прочитал до половины, странные Вы с Гришей товарищи!!!!!!!

Славянск-на-Кубани
Отчет нормальный вполне. Есть определенный колорит, но очень мало фотографий. Нужно было сократить текст и добавить фотографий. Вот ,пожалуй, и все замечания. Компасу 42: если Ваши деды служили в НКВД - то они и есть настоящая мразь. В 1941 году перед приходом немцев в г.Дубно были расстреляны все , кто сидели в тюрьме, даже те , кто курицу украл. УПА в те времена еще не было. Мало , кто знает, но деятельность советского разведчика Кузнецова также была бы ,наверное, невозможна без договоренностей Медведева (командир партизанского отряда) с Тарасом Бульбою(Боровцем) - руководителем "первой" УПА. Моя крестная рассказывала мне, как ясрубки НКВД пришли к ним на хутор и увидели кровь возле колодца. Деда избили, всем сказали собиратся повезут в Дубно, а потом в Сибирь. Крестная стала кричать, умолять , показывать недавно зарезанную свинью, доказывая , что не мучили в их доме людей. Им было лучше остаться среди "мрази", чем поехать с "хорошими" парнями из НКВД. Конечно, УПА не церемонилась, ее "Служба безпеки" - тоже не ангелы. Были там очень разные люди. Я много чего мог бы еще рассказать . Вообще-то я может быть и живу сейчас потому , что в селе Гірки (это Польша) сначала стояли "бульбівці", а потом был организован хороший отряд самообороны (эти отряды либо организовывались УПА, либо сотрудничали).
Многие знают о Хатыни, но почти никго из Вас в т.ч. и в Украине, не знает о Сагрині(Польша). Там в 1944 году было убито 1240 украинцев (в Хатыне -149). Убиты они были отрядами АК и "Батальонув хлопських". Отряд самообороны в 60 человек ничего не смог сделать против 500 АК-овцев. Сейчас в этом селе стоит небольшой мемориал, кстати, до сих пор не открытый потому, что украинцы нанесли на гранит фамилии 671 человека, а власти Польши подтвердили только 651 фамилию. И снова же после Сагрині был не очень удачный поход "Хомы" на Холмщину, на помощь украинцам, но все равно он помог. Не все так одназначно с УПА - поверьте мне.

Давайте еще вспомним, как в конце 80-х во всей РСФСР жрать было практически нечего, зато братские республики не бедствовали. А при отделении хохлы кричали, что это они клятых москалей кормят.
Помню учась в академии в 90-х ездил за салом на рынок у Киевского вокзала, и как те же хохлы готовы были хоть маму продать,чтобы поиметь хоть немного москальских денег.....
Много в нашей истории тонов и оттенков. Она не черно-белая!!!
Yamaha Nova

Отчет слабенький, прости меня, автор.
Мало фоток, много сомнительной вялой лирики.
Я очень люблю и уважаю Украину: и как часть нашей бывшей общей великой страны СССР, и как нынешнюю независимую державу. Жена с Украины, любимая теща живет там, в восточной части.
Очень хочу съездить на Западную Украину , отобрал уже несколько отчетов на Дроме. Этот отчет, к сожалению, в список "избранного" включить не могу.

По поводу Бандеры, УПА и прочих неоднозначностей в истории Украины: сложно это все...
Я вроде бы и читал много про это, а к однозначному одобрению или осуждению так и не смог прийти. Понял одно: эти люди были по-своему искренними. По факту - враги, конечно. Но мы с половиной мира успели повоевать - что же теперь всех пожизненно ненавидеть?

Интересно,жаль что фоток очень мало.Ведь на Западе есть что показать и посмотреть.Правильно,что разместили столь "спорное" фото. Нужно подготавливать российского туриста,а то он думает,что история должна быть такой,какой Россия считает "правильной".А все не так просто. Американцы тоже не понимают,почему их солдат местные убивают,они ведь строят " демократию " :))))

заринск почти не колхоз
JokerSL:
Отчет слабенький, прости меня, автор.
Мало фоток, много сомнительной вялой лирики.
я не видел в той же германии памятников СС к примеру.или ошибаюсь?а в некоторых бывших республиках.пальцем не будем показывать.это нормально.извини но для меня политкоректность не катит в этой ситуации.
Реальность это голюцинация вызванная недостатком алкоголя в крови
Мой отзыв: Лада 2109 1988

JokerSL:
Согласен с Вами полностью. Еще - обязательно нужно общаться, в т.ч. через поездки. По-другому стереотипы не сломать.

mongol10:
Германия - заключила с Америкой договор о помощи и поддержке в обмен о полном забвении фашизма. А Прибалтика - нет. И захватчиками там всегда были красные, а не немцы.
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

mongol10:
Для моего отца памятники Сталину, его изображения на общественном транспорте в России, плакаты и т.п. - ненормально. Для меня ,впрочем-тоже. Что касается памятников СС , их быть не должно. По-моему , на Нюрнбергском процессе - войска СС были обвинены в военных преступлениях. Но это мое мнение, а конкретные решения должны принимать в тех странах, где они стоят.

Берега Тихого Дона
Рассказ отличный,очень подробный,но фоток мало...

Маловато понимаешь, фоток маловато!!! А рассказ многоват, не осилил(
Гауранга

Форикович:
Два года назад был с семьёй во Львове,зашли в кавьярню перекусить,начали у стойки делать заказ,по русски говорили,заметил хмурые косяки со стороны местных завсегдатаев,а потом и портрет этого полуPiдора Шухевича на стене увидели..Извинились и отменили заказ,никто ничего нам не сказал,спокойно ушли из заведения.
-Хорошо жить!
-А хорошо жить- ещё лучше!..

Ну а что фото так мало? Какой то сомнительный баннер автор здесь показал, а красоты Карпат и местный колорит закарпатских селений - решил, что не стоят они того.
В общем, тема Карпат не раскрыта.

Энергодар, Запорож
Ну вы и развели базар :)
Интересно, что большая часть, тех кто написал
делают выводы из того, что показывают по телевизору :)

Что есть то есть, у одних Коммунизм и Фашизм одно и тоже,
для других УПА и СС да какая уже разница.
У кого то портрет Сталина на стене висит, у кого то Ленина,
есть те у которых висит Петлюра...я уже промолчу про тех,
кто сейчас у власти :) И че нам из-за этого *****ся?

Сколько ездил
на Западную Украину спокойно общаюсь на Русском языке,
все доброжелательно относится, вот в последний раз был
в Яремче, жил в доме где Хозяйка преподаватель Русского Языка. :)

Выставил несколько фоток от себя
Река Прут
Говерла
Буковель
Kh

Полностью согласен.

Kompas 42:
может автор что и ответит по этому вопросу?...
по отчёту-спасибо,но где же фотографии :"Гриша уже устал доставать и прятать фотоаппарат....",может Грише стоило ещё и пробаватьфотографировать,а не только доставать и прятать,нее?)))

Нижневартовск - Самара
wojt:
Лях, мразь это не деды в нквд, а тот поЛЯХ, что гной свой ляхский здесь выпускает. Чуете вы одним местом, потому и активизировались. http://inoforum.ru/inostrannay... "Не все так одназначно с УПА - поверьте мне."
Хочу стать вахтовиком, но в Газпроме
Мой отзыв: Xin Kai Xin Kai 2000

Отчет в целом хороший и иногда напоминает литературное произведение.Автор-человек культурный и тонко чувствующий и природу,и человека,и архитектуру,и музыку.Человек явно не заурядный и со вкусом.Конечно,фотографий хотелось бы побольше,и я думаю,что они у автора есть.Мы каждое лето ездим к родителям жены в Донецк,но на длительное путешествие в Западные области пока не отваживаемся.Поэтому читать отчет было очень интересно и познавательно.В то же время мы отважились на поездку в Европу(см на drom-е в разделе "Франция" мой отчет "Смоленск-Париж 2012 на "Ладе-Калине").Спаси бо за интересный рассказ-отчет!

demyan:
Лях, мразь это не деды в нквд, а тот поЛЯХ, что гной свой ляхский здесь выпускает. Чуете вы одним местом, потому и активизировались. http://inoforum.ru/inostrannay... echnom_kur... "Не все так одназначно с УПА - поверьте мне."
Для других. АК - это Армия Крайова, хорошо обученное воинское формирование поляков. Руководство АК, ноходилось во время войны в Лондоне. Бататальйоны хлопськи - это крестьянские батальоны, типа польского ополчения. Люди из этих польских воинских формирований устроили резню в Сагрине, Павлокоме и других украинских селах. Если бы не отряд самообороны и вначале "бульбівці", то может село Гірки ожидала та же участь. Погиб бы мой дед,не было моего отца, а потому и меня. Геополитика тут не причем.

Нижневартовск - Самара
wojt:
Руководство видать было отлично осведомлено об обученности войска и так в него верило, что аж в лондоне осело.С мелкобриташки-то всяко видней,ага. Я с двух раз угадаю кто на самом деле оттуда рулил этим войском!

Оч. по гейропейски: Правительство в изгнании. Бггг
Хочу стать вахтовиком, но в Газпроме

[quote=yurecgod]Рассказик супер. Дополню немного своими фоткамиДавай не будем здесь обсуждать политику. Тем более такой туманный вопрос.

Можете не обсуждать, у меня деды всю войну, от начала до конца прошли...
дошел до этой фотки, дальше читать не стал...

"Когда принесли заказанные порции, мы даже удивились размеру порций — тут было явно рассчитано на мужчин!" - это очень улыбнуло!!! Буквов много, фото мало.

Луганск
Чет фоток- кот наплакал,наверное взяли с собой одну фотопленку на 12 кадров.и один кадр еще остался .
Мой отзыв: Opel Omega 1992

Бузулук,Оренбургск
фот нет.текста много.впервые не осилил

г.Печора, Рес. Коми
Планирую этим летом поехать на родину. Родина у меня Долина, Калуш, Выгода, Старый Мизунь. Вопрос: как там относятся к русским номерам ? Прошлым летом ездил с Белоруссии на Херсонщину - вроде ничего, а тут всё таки Западная Украина со своими взглядами на Россию.
SGV 2,0, 5 Дв. Европа, SQ420W-3 Е-22 , 2005 г.в., АКПП. VIN JSAFTL52V00253883

Минск
Несмотря на негатив в комментах, рассказ очень понравился, летом буду проездом через Западную Украину в Болгария, надеюсь, что-нибудь из описанного увижу.
Да, фоток мало(
Мой отзыв: Ford Focus 2002

97 регион
wojt:
А кто же интересно проводил многочисленные расстрелы в Хатыни и других деревнях? Верно, украинские националисты. И не стоит идеализировать их образ, они враги. Живые враги, а теперь мёртвые, но сути не поменявшие. Собственно так...

Только за куплет из песни группы "Сектор Газа"сразу 5, даже не читая дальше:))))
Progres NC300, 06.1998

motorin:
"Хаты́нь (возможно, от слова хата (белор.) − дом) — деревня в Белоруссии, уничтоженная 22 марта 1943 года карательными подразделениями вспомогательной охранной полиции из состава украинского коллаборационистского формирования 118-й шуцманшафт батальон за убийство партизанами нескольких немецких военнослужащих."
"118-й батальон охранной полиции (нем. 118 Batalion Schutzmannschaft / SchutzmannschaftsBtl 118) — коллаборационистское шуцманшафт-подразделение немецкой вспомогательной охранной полиции (нем. Schutzpolizei), сформированное в июле 1942 г. в Киеве на основе одной из рот 115-го батальона охранной полиции и из военнопленных РККА."
"Список карателей
командир — майор Смовский, майор Иван Шудря
командиры рот: гауптман Ганс Вельке (1943) (Hans Woellke); Винницкий;
взводные: лейтенант Мелешко, Пасичнык;
начальники штаба: Григорий Васюра (с декабря 1942)
рядовой состав: капрал-пулемётчик И.Козынченко, рядовые Г.Спивак, С.Сахно, О.Кнап, Т.Топчий, И.Петричук, Катрюк, Лакуста, Лукович, Щербань, Варламов, Хренов, Егоров, Субботин, Искандеров, Хачатурян. "
Последние 6 фамилий похожи на украинские ? И еще одна цитата :
"В июле 1944 г. в результате отступления немецких войск из Белоруссии батальон вместе со 115 охранным батальоном был преброшен во Францию для выполнения охранных функций. Тогда же эти формирования были переименованы, соответственно, в 63-й и 62-й батальоны шуцманшафт в составе 30-й гренадерской дивизии СС (2-й русской)".
Цитаты из Википедии, там есть ссылки на архивные документы. Оказывается,кроме армии Власова были и русские дивизии СС.

заринск почти не колхоз
"Список карателей
командир — майор Смовский, майор Иван Шудря
командиры рот: гауптман Ганс Вельке (1943) (Hans Woellke); Винницкий;
взводные: лейтенант Мелешко, Пасичнык;
начальники штаба: Григорий Васюра (с декабря 1942)
Последние 6 фамилий похожи на украинские ? И еще одна цитата :
были и русские.уродов много.только тут им памятники и музеи не открывают.хотя тоже поди говорили что борются за свободу против комунизма.
Реальность это голюцинация вызванная недостатком алкоголя в крови

Тупо, а где фото "классики? Как в анекдоте, что авто путешественник это тот, который едет за тысячи км., чтобы сфотографироваться на фоне своей машины.
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

HERSOFT:
Никак не относятся, едь и не парся по этому поводу.

Запорожье
ни о чём. пресно, скучно.

Запорожье
Насчет УПА согласен - не отсидевшимся в далеких восточных тылах судить о тех событиях.... Слава Украине!!! Бендера герой!

Запорожье
и вообще - сколько можно бухать над прошлым, не двигаясь вперед, Россия?
вроде уже всё сняли - Чапаева, Брежнева, Сталина, Высоцкого, Старые-песни-оглавном 1-4.... Давайте ещё о Романе Шухевиче. И о Бульбе. И о Страсевиче. И о Ликвидации, и о Япончике, и о прочих Хохлах....

Горловка
фоток мало, а жаль. Места там красивые.
HERSOFT:
Вопрос: как там относятся к русским номерам ? всё таки Западная Украина со своими взглядами на Россию.
Относятся очень хорошо, так что не парьтесь, туриста везде любят. А на Западной Украине умеют создать уют и праздник для туриста.
wojt:
Оказывается,кроме армии Власова были и русские дивизии СС.
Были ещё и казачьи кавалерийски дивизии, куда входили полки Кубанских казаков, Донских казаков и даже были полки сформированные исключительно из сибирских добровольцев. Одно время количество казаков воевавших на стороне немцев превышало их количество на стороне Красной Армии. А до 1950 года на Кубани действовала *Казацкая повстанческая армия*.
Но они были не ЗА немцев, а ПРОТИВ советской власти.
demyan:
"Не все так одназначно с УПА - поверьте мне."
Эт, точно. В 1939 году немцы розгромили Польшу, и польская армия попросту разбежалась. Толпы вооруженных поляков укрылись в лесах. Воевать они не хотели, а вот кушать очень хотели. В итоге они начали приходить в деревни и забирать еду у крестьян, потом подвели под это идеологию, и стали грабить украинские деревни, или немногочисленных польских православных. Те стали прятать продовольствие, и поляки начали зверствовать. Пролилась кровь. Именно для защиты от этого польского беспредела и возникла УПА и крестьянские отряды самообороны которые им сочуствовали. Поляки встретив сопротивление, из разроннеых мародеров стали сбиваться в отряды, а потом и в Армию Крайовы-которая воевала не с немцами, а с УПА и украинцами. И с 1940 по 1950 заполыхала полномасштабная украинско-польская война.
Я не оправдываю и не защищаю УПА, но надо не забывать что 95% информации о том времени нам дала Советская пропаганда. А коммунисты очень умели всё переворачивать с ног на голову. Оригиналы большинства документов попросту уничтоженны, а вместо них созданы фальшивки.
Действия УПА, в крайнем случае можно расматривать как один из факторов гражданской войны, а в России в 1918-22 годах полегло больше 10 млн. и зверства по отношению к своим же, были вообще бесмысленными и запредельными. Достаточно привести пару фраз из документов того времени
......*Надо растрелять 10тыс.професоров , что б не умничали*...В.И.Ленин
-в ответ ему Троцкий пишет.....* растреляли 40 тыс, через месяц повторим....*.

Родственники живут в западной украине. И они всегда настоятельно просят громко не разговаривать по русски на улице. А рассказов про хамское отношение к русским в тех краях настолько привык, что уже не удивляюсь.
Пусть всегда и всем будет хорошо))
Мой отзыв: Honda Civic 2008

Нормально прокатились!!!

JEFRIS:
Я одного понять не могу. Как можно объяснить плохое отношение к нам некоторых личностей в украине и польше в данный момент.
Например, запрет русского языка. Особенно ужаснули ситуации: 9 мая 2011 львов украина. Евро 2012 в польше варшава.
О каком запрете русского языка Вы говорите ? Общенациональные телеканалы в Украине на 90%- русскоязычные. Только новости и реклама на украинском. Попробуйте в Киеве на ж/д вокзале купить хоть 1 журнал или газету на украинском языке . Во Львове , кроме местных газет- тоже русские издания. На Юге и Востоке Украины в больших городах, хорошо если хотя бы одна школа с украинскими классами. Мне кажется, что в СССР положение с украинским языком было лучше. По-крайней мере на телевидении. 9 мая 2011 года - это позор! Молодые люди нападали на стариков и детей. Кстати, там были не только львовяне. Что предшествовало этому - русское движение "Родина" грозилось направить 6 автобусов с молодыми людьми и научить львовян праздновать День Победы. Что случилось с этими автобусами- я не знаю, а под удар попали дети и старики.
JEFRIS:
Больные есть, но их ничтожное количество. Скорее всего на Западной Украине Вы не были. И еще вопрос- почему, если Вашим родственникам так плохо на Западной Украине, то они не пойдут в консульство РФ во Львове. 6 месяцев и гражданство готово, можно перезжать. В России российское гражданство получить будет тяжелее и дольше. Я не хочу обидеть Вас или Ваших родственников. Просто мне непонятно. Кстати, у нас в городе появились работники из Казахстана,поляки, русские, украинцы. Сейчас их немного, всего 8 человек на 3 оргнизации, но тенденция налицо. Разговаривал с одним из них- говорит его знакомый начальник полиции сказал : "Что сейчас пока Назарбаев жив, я смогу Вам помочь ". Они от греха подальше и поехали в Россию. На Западной Украине русским плохо, а Казахстане хорошо?

Славянск-на-Кубани
Перед 9 мая Львовский горсовет запретил проведение любых мероприятий, как в защиту Дня Победы так и против, чтобы избежать массовый волнений, но организаторами запрет был проигнорирован.

Камчатка-Белгород
wojt:
О каком запрете русского языка Вы говорите ? .............................. ................Больные есть, но их ничтожное количество. Скорее всего на Западной Украине Вы не были.
+100/500!!!
Isuzu Elf 4ВЕ1
NKR-58E 7140555
Isuzu Elf 4HJ1
NKR-72Е 7000216

упа Это сборище предателей перешедших на сторону фашистов из-за своей трусости,и пытающихся прикрыть свой позор рассказами про Свободную Украину!Все они понимали что в случае победы фашистов они все равно будут людьми второго сорта т.к к арийской рассе они ни каким боком не подходят.Не для того мой дед всю войну добывал рыбу под фашисткими бомбежками на Каспие для фронта,не для того мой дядя с третьего раза ток попал на фронт,т.к 2 раза эшелон с новобранцами разбомбили(он воевал потом до самой Победы),не для того мой отец малолетним ребенком в аккупации на Ставрополье познал голод(всю жизнь помню негласное правило что дома всегда должен быть хлеб и ни одного кусочка не должно оказаться в мусорке),не для того на свадьбе возлагают цветы к Вечному огню!Не для таких плакатов!Братья Украинцы не верьте им!власовцы,упа это прежде всего предатели!Я даже флешку фотоаппарата не марал бы такими изображениями!Извеняюсь если резко и грубо,но накипело!
Классика вечна

______________________________ _____
Там вроде как заповедная зона, чтоб дрова рубить)))
Мои отзывы: Mazda Mazda6 2011, Honda Accord 2003

yurecgod:
Никак не относятся, едь и не парся по этому поводу.
На д***бов можно и в РФ нарваться)))
Езжай с нормальным настроением и всё ОК будет)))

Tyumen
Аффтору респект!!! Карпаты класс!!!

Tyumen
Ради таких зимних фотографий стоит на Синевир съездить)))

Южный,Украина,Одесса
Конечно буковок много но я осилил.И коменты тоже.И хочу сказать по поводу русского языка и вообще русских туристов в Западной Украине.Други мои, ничего не слушайте про какую-
нибудь нетерпимость или как там еще называют,по отношению к русским.Чушь полнейшая.
У меня жена Вятская и везде она говорит на своем родном языке.А мы сней объездили уже почти все Карпаты и Закарпатье немного,в этом году поедем еще.Мы всегда ездим с внуками и детьми,они тоже говорят по русски и все живы и дай Бог будем жить.Хозяева везде говорят,
дай вам бог денег,чтобы вы сюда ехали и тогда они будут у нас.Нужно просто быть человеком.
1.я с женой.
2.зять и дочка.
3внучки у водопада резвятся.
Toyota-Piknik 2.0 97г.лучший автомобиль

Вот россеяне такие категоричные в отношении к украинским националистам,вы у себя дома порядок наведите http://www.svpressa.ru/society... А насчет как относятся на Западе к русскоговорящим,езжайте спокойно.Мы с Востока когда к ним на русском обращаемся они из вежливости тоже на русский переходят,а если нет,то это не из-за недолюбливания,а из-за того,что думают что вы их понимаете,ведь они вас понимают :)

когда в прошлом году ездили транзитом через зап. Украину Автопутешествия - В Черногорию на «Приоре» https://travel.drom.ru/20573/ Были конечно свои неудобства,но когда во Львове искали дорогу ,то в основном все к кому мы обращались помогали

Близнец30rus:
Согласен, что для фашистов украинцы были людьми второго сорта. Но УПА - сборище предателей перебор . Скорее всего мне Вас не преубедить. Правительство Украины созданое во Львове в начале июля 1941 года, просуществовало от 14 часов до 2 дней. Я.Стецько - глава этого правительства, был арестован и до конца войны находился в концентрационном лагере. В те же дни было арестовано более 300 членов ОУН в числе и С.Бандера. Многие из них были убиты. Вторая волна репресий против ОУН август 1941 года. В начале сентября 1941 года - 1 подпольная конференция ОУН поставила задание перехода на нелегальные формы работы и начало антинемецкой пропаганды под лозунгами борьбы за независимую Украину. 25 ноября 1941 р. Айнзацкоманда в Киеве издает приказ всем постам полиции безопасности и СД в Рейхкомисариате Украина задерживать и уничтожать участников украинского националистического движения. В апреле 1942 года на Волыни из 2-х груп ОУН была создана УПА. На пособников гитлеровцев не очень похоже. В этом случае принцип , кто не с нами тот предатель, не подходит. Прошлым летом приезжал к родителям и читал в газете интервью с пожилой женщиной из одного села на Волыни. Она рассказывала про самодеятельный хор , который был у них в селе. Все мужчины из хора ушли в лес. Живым никто не вернулся. Я не собираюсь оправдывать УПА. Некоторые из их операций были очень жестокими. Например,"Волинська різня", когда были убиты десятки тысяч поляков. Но называть их предателями и вешать на них всех собак не стоит. Вообще-то, не дай бог, чтобы вернулмсь те времена, когда мой отец 10-ий пацан ходил с пистолетом и 2-мя обоймами в школу, потому что дорога проходила через лесничество, а там жили поляки.

Т.е - он жалеет, что такие"памятники" не по всей Украине стоят!!!
А Вы не задумывались, почему вся Европа имеет несколько иное мнение о русских освободителях, нежели это преподносится в России?! Под Сталинградом и Москвой русских освобождали и украинцы, и армяне, и таджики с азербайджанцами - которые теперь в России "черные". На Западной Украине, поверьте, есть своя правда в народе. Народ лучше любых историков знает кому ставить памятники. В 44-45гг. массовые преступления под видом ОУН и УПА совершались НКВД, это доказанные факты, к сожалению не известные в сегодняшней России.
В Севастополе, где я живу, довольно трепетно относятся к военной истории. Но при этом вовсе не обязательно оголтело размахивать лозунгами и штампами, о которых кто-то где-то слышал. Все слышали про героическую оборону Севастополя в 41-42гг., но не все знают нюансы - например, про подрыв Красной армией в июне 42-го военных складов в горных выработках вместе с беженцами и госпиталем с тысячами раненых; про то, как от наступающих частей Манштейна спаслось на подлодках руководство ЧФ и Приморской армии, в то время как 70 тыс. солдат попали в плен на 35 батарее, потому что стояли насмерть и дальше идти было некуда - вокруг оставалось море. Солдат бросили, а памятники поставили генералам.
Мир не черно-белый, и события той войны не исключение.

yurecgod:
Выставил несколько фоток от себя
Река Прут
Говерла
Буковель
А вот тот же раккурс январь 2013
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион

У всех своя правда! И кто был прав,а кто виновАт ни нам судить,парни. Кто старое помянет-тому глаз вон. Сколько можно историю ворошить? Нужно набравшись терпимости идти полным шагом в 21 век.А мы,как неандертальцы:глаз за глаз,зуб за зуб.
А в отзыве,как сказали многие,чертовски мало фото.Края тО красивейшие!
EJ204,5,6,8,254;EZ30 - РЕГ.ШАЙБЫ КЛАП.ЗАЗОРОВ
Прокл. сайлентбл. 20202AA001(х2),*011(х2)
См.ПРОФИЛЬ
Мой отзыв: Subaru Legacy Lancaster 2001

Ratamahatta:
Вы правы и в подтверждение Ваших слов - одна история . Я иногда в интернете слушаю радио orthodox.fm . Это православное радио в Люблине. Есть передачи на польском и украинском языках. На их сайте в прошлом году смотрел сюжет о возвращении иконы Турковицкой Божьей Матери. Ее несли на руках через городки и села в Польше . Когда процессия проходила мимо костелов , ксьондзы выходили и некоторые даже присоединялись к православным . Такое было невозможно ,мне кажется, даже 10-15 лет назад. Остатки монастыря в Турковичах были разрушены белополяками в 1918 году, а их потомки проявили уважение к православной святыне.

Харьковская обл., Украина
Отличный рассказ, написанный живым и литературным слогом, и потому легко читаемый. Конечно, с фотками было бы красивее и интереснее - но, по моему, лучше хороший литературный текст и мало фоток, чем куча фоток "я и дорожный указатель", "я и моя машина на фоне ...", скрепленных плохоньким текстом.

Жаль, что простой плакат вызвал столь бурные эмоции, даже у людей, живущих за многие тысячи километров от описываемых мест - это, к сожалению, говорит об отсутствии терпимости и готовности принять историю как совокупность свершившихся фактов. Ведь она, история, будь она хороша или ужасна, но уже свершилась, и никак не может быть отменена или изменена. Да и не двоична она - мало что можно однозначно разделить на добро и зло. Даже на "наши"-"не наши" - и то не всегда. А ведь и видение одних и тех же событий может быть различным, даже диаметрально противоположным. Зачем же спорить? В любом случае, разумные люди изучают историю для того, чтобы избежать ошибок в будущем, а не для того, чтобы мстить за обиды прошлого. Иначе нам полмира враги.
Чем пережевывать стереотипы о прошлом - лучше ездить, смотреть, открывать для себя все новое и интересное, стараться прочувствовать, понять народ, культуру, дух тех мест, где побывал. И делать собственные выводы, не на основании школьных учебников и пропаганды, а на основании личных наблюдений и общения. В конце концов, ведь это же раздел, посвященный путешествиям, а не политике.
Мои отзывы: Subaru Legacy 2000, Volvo 740 2010

Честно говоря - ниасилил. Дром хоть и расширяется, но основаная аудитория пока что живёт в зауралье, а рассказывать сибирякам и дальневосточникам о бескрайних просторах - как-то низачот, тем более без фото.

Sev_Al:
Мир не черно-белый, и события той войны не исключение.
просто отлично!!!
кого Война не затронула-им этого не понять, им бы лозунги толкать.

21 век на дворе. И 2 мировая война неодназначные события преподносятся российской пропагандой. Есть такие факты которые до сих пор не озвучивают и стараются замалчивать.

С удовольствием прочитал!!!

Видное
Сам рассказ (даже без фото) очень интересен - сразу становится понятно, что автор очень любит свою страну и гордится ею такой какой она есть. У меня примерно такие же чувства в отношении моей малой родины - Саратовской области - все школьные годы проводил один или с друзьями в поездках на велосипедах по родным просторам. Очень приятны накатившие воспоминания о таких же милых и уютных лесных полянках, знакомых и практически родных проселках.
В следующий раз обязательно опубликуйте хотя бы одну фотографию с автомобилем - отсутствие таковой на дроме вам больше не простят... И не важно, что это всего лишь "классика" - я сам на 2107 инжекторной немало наездил, правда больше 700 км в день не проезжал, было уже тяжело из-за неудобной посадки.
Фотографию с плакатом УПА зря выложили - вы можете верить во всё, что угодно, но здесь не место политико-историческим баталиям. Меня, как и многих, эта фотография оскорбила. Дело не в том что правда в истории, а что нет. Я сужу по своим родственникам - прадед расстрелян в ходе репрессий в 1937, дед воевал и с финами и с фашистами и с японцами, брат бабушки служил пограничником в конце 40-х на границе Украина-Румыния и на корточках ползал в туалет (заставы обстреливались с обеих сторон), сама бабушка чуть не погибла под бомбежкой товарной станции. Так вот кому я должен сочуствовать? Я знаю только одно - фашисты и все кто им служил - преступники, что признано международным трибуналом в Нюрнберге. Памятники профашистским организациям - это нонсенс, это плевок в лицо тем, у кого погибли родные и близкие, это забытые уроки в лице Освенцима и т.п...
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Неоднозначное впечатление от прочитанного.

Железногорск-Илимский
С первых строк отчет насторожил, потом стал неинтересен. Всё слишком раздуто...и немного напыщено
Мой отзыв: Mitsubishi Outlander 2010

интересно

HERSOFT:
Бываю в Западной Украине , приезжаю с Урала, к номера российским относятся по разному, так же как и к человеку,если нормальный - то нормпльно, а если чмо, то...

У аФФтАра, видимо, случился приступ графомании)))).
Несмотря на то, что текст щедро снабжен ссылками на творчество таких столпов, как А.Пушкин, Ф.Ницше, Р.Киплинг, К.Кастанеда, "Сектор Газа", а номер отеля "Арника" описан словами небезызвестного Свирида Петровича Голохвастова (... "очень и очень") отзыв читается тяжело.
Больше сгодится для какого-нибудь литкружка, чтобы порассуждать на тему "фразеологических оборотов".
К автору, тем не менее возникло уважение, как к творческому и целеустремленному человеку.

В прошлом году на майские съездил в Карпаты. "Базировался" в Яремче, в частном секторе с питанием. Оттуда ездил в Ворохту, Верховину, Солотвино (через Рахов), Буковель.
Если есть возможность- посетите эти места. Впечатления незабываемые.
Мой маршрут: Москва-Могилев-Бобруйск-Н.Рудн я-Овруч-Хмельницкий-Каменец-По дольский - Черновцы-Коломыя - Яремче = 1600 км Х 2 (туда-обратно)= 3200 +800 (осмотр местности)= 4000 км от подъезда до подъезда.
Обязательные расходы (бензин + гринкарта)= 9200 руб.(сохранял чеки). Стоимость проживания, питания, экскурсий- очень демократична, надо только поискать)))).
Выше задавали вопросы об отношении к русским. Я встретил только хорошее. Боле того, узнав, какой мы проделали путь, некоторые восХЫШались))).
Советую.

Фотографий маловато будет...

Нежин,Украина
Отчет очень понравился, фото конечно не хватало но в этом есть и своя прелесть - приехать и увидеть все своими глазами. По поводу полемики о УПА, скажу так, у каждого своя правда, но для меня Упа - защитники Украины.