Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Путешествие: Магадан—Бутыгычаг—Обо. Июль 2008 года

Путешествие: Магадан—Бутыгычаг—Обо. Июль 2008 года

14.02.2013 | 18782 просмотра

Идея этой поездки родилась у Валерия Александровича. В кругу моих знакомых это уникальная личность — охотник, рыбак, искатель приключений и просто хороший человек. Как-то он предложил съездить в Бутыгычаг. Легендарное место на Колыме. Это название дали одному из крупнейших концлагерей на территории Колымы. Заключенные голыми руками добывали радиоактивную руду для первых советских атомных бомб. Место действительно интересное, притягательное для ученых умов, историков и исследователей.

Изначально собирались поехать всемером, но потом по различным причинам четыре человека отбилось от нашей команды и мы поехали втроем. Валерий Александрович, я и Ярослав.

Нашей машиной был старенький автобус Toyota Hiace 1988 г. Валерий Александрович специально хотел купить большую вместительную полноприводную машину, но, к сожалению, не располагал достаточной суммой денег и поэтому не мог позволить себе купить более новую машину.

К слову следует сказать, что ранее Валерий Александрович уже ездил в один лагерь смерти «Днепровский». Меня он приглашал, но из-за напряжённого графика работы к моему великому сожалению поехать я не смог. Когда они приехали на «Днепровский», там их ожидала встреча с еще двумя машинами, битком набитых искателями приключений. Встреча оказалась счастливой, потому как периодически кто-нибудь застревал во время переезда рек, и две другие машины сильно выручали. После такого приключения участники обменялись телефонами и некоторые даже дружат семьями.

Конечно, жаль, но фото с этого путешествия у меня не сохранились.

Но вернёмся к нашему путешествию.

Выехали мы рано утром 19 июля. Пустынный город после бурной пятничной ночи провожал нас густым туманом. Валерий Александрович удивил нас новостью, что в четыре часа ночи разбойник в маске напал на круглосуточный магазин, когда он пригрозил пистолетом, молодой парень-охранник, по-видимому, хорошо знающий свое дело сразу убежал. Грабитель, очистив кассу, скрылся не причинив никому вреда. Около получаса мы обсуждали эту новость.

Проехав поселок, Снежный мы сделали короткую остановку, чтобы набрать воды. Слева от дороги течет ручей.

По другую сторону власти города поставили монумент погибшим дорожникам. Я регулярно ездил в аэропорт, но никогда не останавливался на этом месте. В тот день с трепетом подошел рассмотреть монумент поближе.


Туманное утро под Магаданом

В основном колымская трасса грунтовая. Асфальтом покрыты небольшие участки. Это отрезок от Магадана до Атки (200 км). Правда ближе к Атке качество асфальта очень плохое. Если говорить точнее, то от Магадана до аэропорта в п. Сокол еще в советские времена был выложен бетон. Во многих местах он потрескался и был залит битумом.


Дорога в осень (фото из магаданской фотогалереи).

Я ездил по трассе на своей машине (старенький Mitsubishi Lancer 1990 г.) на историческую родину пос. Большевик, Сусуманский р-н (660 км от Магадана). Ниже выкладываю фотографии родных мест.

 
На въезде в город Сусуман.

Колымская трасса интересна и сложна. Она изобилует поворотами и перевалами. Много маленьких и больших речушек пересекают ее. Т.к. дорога грунтовая, то после сильных дождей реки частенько размывают дорогу, сносят мосты.


Фото из магаданской фотогалереи.


На вершине перевала Лачкалах (Сусуманский р-н).

Зимой на трассе стоит снежная пыль. Далеко не всякая машина сможет ездить в -50. Умудренные опытом водители доливают спирт в тормозную жидкость, чтобы тормоза не замерзали. Да и другие жидкости разбавляют присадками. Известны случаи, когда после езды на ровной дороге руль не поворачивался — замерзал гидроусилитель. Не срабатывали тормоза. Или после длительного простоя на одном месте даже с заведенным двигателем, машина не могла тронуться, т.к. замерзало масло в редукторе.

Особо опасно движение через перевалы. Почти на каждом перевале внизу лежат искореженные автомобили.

Летом движению мешает дикая жара и столбы пыли, поднимаемые автомобилями. Комары и мошки не дают выйти из машины. От неровной дороги машину постоянно трясет. Как-то в одном отзыве читал, что от тряски со дна топливного бака поднялся осадок и загрязнил топливную систему. Движение дальше стало невозможным.

Несмотря на суровую природу, человек может приспособиться к любым условиям. Тем не менее, машины ездят по трассе и зимой и летом.

Т.к. движение очень редкое, порой за час можно встретить две-три встречные машины, на колымской трассе есть одна добрая традиция. Я прочувствовал ее на себя. Пробил колесо и остановился. За те десять минут, пока я его менял, около меня останавливались четыре машины и предлагали помощь. Конечно, мне она была не нужна. Часа через три стемнело, и я увидел, как мужик с тусклым фонариком ковыряется под капотом, решил во имя закона равновесия добра тоже остановиться и предложить свою помощь. Ему она была кстати, т.к. батарейки фонаря были на последнем издыхании. У него лопнул патрубок радиатора. Мы отрезали лопнувший кусок и установили патрубок на месте.

Когда я купил машину и поехал на поселок, то сразу обеспечил себя всем необходимым — трос, крокодилы, ключи, отвертки, организовал коробку с резинками и болтами. Коробка меня пару раз выручала — во время движения лопнул тормозной поршень на ступице. Пришлось его полностью убирать и ставить заглушку.

Потом я очень часто смотрел с недоумением на своих городских друзей, которые умудрялись ездить без баллонника и домкрата.

Сразу хочу отметить, что далеко не на каждой машине можно путешествовать по Колымской трассе. С 1999 г. в Магадане существует особая экономическая зона. Под этим подразумевалось, что предприниматели, завозившие товар из-за границы, платили неполную таможенную пошлину государству. Шаг для развития бизнеса в городе, на который пошел ныне покойный губернатор Цветков. Таким образом предприниматели, завозившие машины из Японии, платили только 25% пошлины. Машины растомаживались до 25%. Действие экономической зоны распространяется на 80 км от Магадана до пос. Палатка. Через пару сотен метров от поста ДПС стоял пост таможенников, которые проверяли законность пересечения машин и грузов за пределы экономической зоны.

Если Ваш автомобиль был растаможен на 25%, то для пересечения поста нужно было либо растаможить авто на 100%, либо купить акциз на какой-нибудь период времени. Т.к. мой «Лансер» был ввезен до 1999 г., соответственно, он был растаможен на 100%.

ГАИ города пошло на небольшую хитрость, для простоты работы таможни у всех 25% авто первой буквой номера была «Т». У 100% первой могла быть любая другая. На моей машине гордо красовалась буква «А».

После того как мы набрали воды — двинулись дальше. Ехали довольно комфортно по асфальтированной дороге до поселка Палатка, после которого нам нужно было свернуть с главной трассы налево в Тенькинский р-н. Единственно, что докучало во время движения — насекомые, регулярно размазывающиеся по лобовому стеклу.

После Палатки началась грунтовая дорога.

На границе Хасынского и Тенькинского районов мы остановились для фотографии.

 
Ярослав и Валерий Александрович.

Следующую остановку сделали на одной живописной речке, чтобы отмыть лобовое стекло от насекомых.

Т.к. дождя уже давно не было, от встречных машин пыль поднималась столбом. Кондиционер в машине не работал, приходилось спасаться открытыми окнами и люком. При этом пыль с улицы равномерно оседала на внутренних поверхностях автомобиля. Сзади постоянно слышалось недовольное ворчание Ярослава по поводу открытых окон, т.к. он задыхался от пыли. Но стоило минут на семь окна закрыть, как в салоне становилось невыносимо жарко. Снова приходилось открывать окна и выслушивать Ярослава.

Мы сразу заметили перемену климата от морского в Магадане до континентального на трассе. Зима здесь суровая, лето очень жаркое. На улице было около 35 градусов. Я сменил штаны на шорты.

В машине не было магнитолы, я предлагала Валерию Александровичу временно установить мою старую китайскую, чтобы путешествовать с музыкой. Но он отказался. Сказал, что планирует покупать хорошую магнитолу в скором времени. Так мы и ехали без музыки. Хотя с хорошими собеседниками можно и без музыки ехать. Валерий Александрович постоянно рассказывал интересные истории, у нас с Ярославом тоже был опыт автопутешествий. Поэтому нам было о чем поговорить.

При скорости 100 км в час мы сильно шкрябнули днищем о выступающий камень. Я думаю, всякий автолюбитель в такой момент поймет наши чувства. Мы остановились, чтобы посмотреть картер двигателя и заодно разглядели камень. К сожалению, результаты от встречи оставили свои следы и на днище машины и на камне. Но, к счастью, жизненно важные органы задеты не были.

Далее по дороге увидели очень интересную картину. По сопке вилась дорога, а на ее вершине стоял дом. Мы долго гадали, что же это за дом — домик метеорологов, или охотников, или военных. Это можно было легко узнать поднявшись на сопку, чего мы делать не стали.

Завораживающее зрелище в разгар колымского лета — лежащий на земле ледник при температуре воздуха в 35 градусов.

Наша дорога привела нас в Усть-Омчуг. В сам поселок мы не заезжали, ехали мимо. Когда остановились в придорожном магазине, цены меня немного удивили. Сейчас уже точно не помню, но они точно были выше магаданских.

Проехав Усть-Омчуг, мы остановились пообедать. После чего двинулись дальше. Валерий Александрович не знал, где точно находится поворот на Бутыгычаг, поэтому пришлось остановить встречную машину — это был маленький грузовик с почтой — и спросить у водителя дорогу. Оказалось, что мы проехали лишних 10 км. Пришлось разворачиваться и ехать обратно.

Мы ехали, пока не увидели маленький домик. Потом свернули с главной дороги.

Среди кустов показались какие-то строения.

Качество дороги ухудшилось. Перед большой лужей я решил выйти из машины для фотографирования.

Через пару километров дорога пропала вовсе, ее размыла река, в каких то местах она поросла травой и кустами. Наш «Хайс» противился бездорожному продвижению. В скором времени в знак протеста он захотел избавиться от заднего бампера. Пришлось открутить бампер и убрать его в салон машины.

Мы поняли, что автопрогулка закончилась. Начали обсуждать пеший поход. Вроде бы и хотелось побывать в таком легендарном месте, как Бутыгычаг. Но перспектива пройти 10 км по 35-градусной жаре никого не прельщала. После тряски, пыли и жары мы немного устали, и идея пешей прогулки умерла. Сейчас я очень жалею, что не переборол себя и не дошел до финала нашего путешествия. Но расстраиваться поздно.

Близлежащие сопки были изрезаны какими-то следами, мы сделали заключение, что это и есть следы активности человека в этих местах.

Тогда Валерий Александрович предложил съездить в поселок с названием «Обо». Он когда-то слышал о нем и всегда хотел туда попасть. Обо находилось возле Колымского водохранилища. На Колымском водохранилище стоит Колымская ГЭС, которая снабжает электричеством большую часть Колымы. Я бывал там, когда заезжал в гости в пос. Синегорье.


Колымская ГЭС (фото из интернета).

Чтобы осуществить наш замысел, пришлось вернуться в Усть-Омчуг и свернуть на другую дорогу (отрезок 3 на карте).

Новая дорога запомнилась длинными прямыми участками.

При переезде через мосты я снимал видео: По деревянному мосту.

По металлическому мосту: https://www.youtube.com/watch?v=40NWNlCJP2U/; https://www.youtube.com/watch?v=KBXZOKmNmvI/

Был на пути один интересный перевал. На его вершине мы сделали остановку.

Видео: На вершине перевала.

По пути встретили интересную сопку — спящий человек.

И развороченную машину. Мы терялись в догадках, что могло с ней произойти.

Километров за 10 до колымского водохранилища мы услышали скрежет металла и остановились. Старый глушитель не выдержал тряски и отвалился. Пришлось его открутить и положить рядом с бампером, чтобы тому было не скучно ехать одному.


Валерий Александрович расстроен очередной поломкой.

Как такового населенного пункта с названием «Обо» мы не увидели. Но зато вплотную подъехали к заводи колымского водохранилища. Воздух был в дымке из-за летних лесных пожаров. На Колыме такое часто происходит в летнюю жару.


Заводь Колымского водохранилища.

Мы разожгли костер и сварили себе простенький ужин.

На берегу стоял старый паром. Было очень приятно после жаркого и знойного дня окунуться в прохладную северную воду.

Неподалеку от нас рыбачили рыбаки. Валерий Александрович пошел выменивать водку на рыбу. Обратно вернулся с водкой. Оказывается, водки и у самих рыбаков было достаточно, а вот с рыбой в тот день не заладилось.

После купания мы вскипятили чай на костре. Я исполнил пару песен на гитаре.

И мы легли спать. Спали в машине. Я настолько измотался, что уснул сразу, как только прикоснулся головой к сиденью. Наутро мы узнали, что у Ярослава была беспокойная ночь — он не мог уснуть из-за нашего храпа и всю ночь ходил на улицу покурить. Я даже не слышал, как он дверь в машину закрывал.

Мы позавтракали. Потом заметили, что к берегу вышла лосиха с детенышем. Судя по ее реакции, она нас слышала, но от воды не уходила около пяти минут. Мы еще раз искупались и двинулись в обратный путь.

По пути нас ждало небольшое приключение. Внезапно машина заглохла и остановилась. Зажигание не работало. Все симптомы указывали на отсутствие аккумулятора. Валерий Александрович откинул сиденье, под которым был аккумулятор, и оказалось, что от тряски провод отвалился от клеммы :). Я уже наверняка понял, что «Хайсу» не по душе наше путешествие.

После вынужденной остановки поехали дальше.

Видео: Спуск с большого перевала.

Около четырех часов дня мы въезжали в Магадан. Погода была хорошая, в городе стояло солнце, но не было такой сильной жары. По дороге мы строили смелые замыслы путешествия в Бутыгычаг на следующий год. К сожалению, новое путешествие не получилось.

В марте 2009 года я уехал во Владивосток. В 2012 году Валерий Александрович осуществил очередную мечту — купил новый «Хайс» и теперь колесит Колыму по другим неизведанным маршрутам.

У меня всегда была мечта проехать на машине по золотому кольцу Колымы от Магадана до Сусумана, а оттуда по Тенькинской трассе вернуться снова в Магадан. По первому отрезку я ездил два раза. По Тенькинской трассе только частично. Думаю, что через пару лет поеду в отпуск, возьму машину на прокат и осуществлю свои замыслы.

А это значит, что впереди новые приключения…


Дром

Комментарии

 
Ангарск
Сообщений: 176
Классные фотки!
36
2
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Да-а-а, места!
Но и там люди живут обычной жизнью, о чем и свидетельствует этот рассказ.
Прочитал с интересом и некоторой завистью - навряд ли побываю.
45
 
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82927
Красиво
GET BIG OR DIE.
12
2
Ответить
  
сибирь
Сообщений: 272
Здорово.
12
3
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 166
неплохой рассказ и фотки классные, жаль только что не смогли реалиовать то, что хотели. Удачи в будующем.
15
2
Ответить
    
Прокопьевск
Сообщений: 55
Знаю из рассказов своего отца о суровом крае - Калымский. Провел отец 8 лет там, 1945- 1953г.г. Золото добывал за пайку хлеба. посёлок Ягодное Сусуманский р-он.
12
2
Ответить
    
с.Анучино
Сообщений: 1354
Интересный ландшафт,суровая северная природа,ребята-молодцы! Пять баллов!
17
2
Ответить
   
Воронеж
Сообщений: 704
Места хорошие, но стиль повествования... В общем, автор, мне не понравилось (хотя пара фото есть действительно хороших)-до цели не добрались, Колымскую ГЭС не сфотали, п. не нашли....
Honda Odyssey RA7 1999; Toyota Mark X GRX125 2006; Lexus LX 570 URJ201 2008; Lexus RX 350
8
14
Ответить
     
Иркутск
Сообщений: 2785
Отлично!
5
3
Ответить
 
Магадан, Новороссийск
Сообщений: 161
"Далее по дороге увидели очень интересную картину. По сопке вилась дорога, а на ее вершине стоял дом. Мы долго гадали, что же это за дом — домик метеорологов, или охотников, или военных. Это можно было легко узнать поднявшись на сопку, чего мы делать не стали."

Скорее всего это радиорелейная станция. Ростелекома или телевидения. Вы не указали место, где видели домик. Таких станций много на сопках было, сейчас всё идёт через спутниковые антенны. Станции брошены.
4
1
Ответить
    
Сообщений: 36441
Vasilidashkov:
Знаю из рассказов своего отца о суровом крае - Калымский. Провел отец 8 лет там, 1945- 1953г.г. Золото добывал за пайку хлеба. посёлок Ягодное Сусуманский р-он.
Посёлок Ягодное к Сусуману отношения не имеет.Это райцентр Ягоднинского района.
Да, быть у колодца , да водички не испить..............
Это про то , что столько ехать и пешком 10 км не пройти.................
12
 
Ответить
    
Воронеж
Сообщений: 1670
Фото хорошие, но рассказ так себе.
Будете у нас на Колыме, пишите, прокатимся)
6
2
Ответить
   
Остров Сахалин
Сообщений: 19693
Обо...А вы не знаете откуда пошло это название на Колыме? Обо в переводе с бурятского (монгольских) языка это святое место на вершинах перевалов, гор. Там насыпается груда камней в виде пирамидки или на деревьях повязываются разноцветные ленточки, посвященные духам этих мест. Я к чему это говорю...Просто там, в этих краях, в 30-40 гг прошлого века в концлагерях сидело очень много священников-буддистов из Бурятии. Мне просто интересно, сейчас погуглю... На карте (спутник) местность Обо есть, а поселка в составе Тенькинского района не существует.
В драке важен не размер собаки, а количество злости в ней (народная мудрость)
5
1
Ответить
    
Сообщений: 36441
Загас:
Обо...А вы не знаете откуда пошло это название на Колыме? Обо в переводе с бурятского (монгольских) языка это святое место на вершинах перевалов, гор. Там насыпается груда камней в виде пирамидки или на деревьях повязываются разноцветные ленточки, посвященные духам этих мест. Я к чему это говорю...Просто там, в этих краях, в 30-40 гг прошлого века в концлагерях сидело очень много священников-буддистов из Бурятии. Мне просто интересно, сейчас погуглю... На карте (спутник) местность Обо есть, а поселка в составе Тенькинского района не существует.
да откуда нам знать, то. тёмные мы.
не знаю откуда там буряты с монголами взялись, и что сие слово на их языке означает,но вот на языке местных эвенков "Долина смери". Как связать это со святым местом на вершине , ума не приложу.
3
1
Ответить
     
Сообщений: 66
Хорошо ВИРТУАЛЬНО побывать на Колыме ))) Спасибо автору.
7
 
Ответить
     
рядом
Сообщений: 107
fareast:
да откуда нам знать, то. тёмные мы.
не знаю откуда там буряты с монголами взялись, и что сие слово на их языке означает,но вот на языке местных эвенков "Долина смери". Как связать это со святым местом на вершине , ума не приложу.
Географ! Сначало изучи Колымский край, а потом выводы делай! "Долина смерти" расположена на равнине между Мадауном и Усть Омчугом, а так же между Сусуманом и Усть Нерой. А Обо действительно имеет другое смысловое значение.
4
 
Ответить
 
Нижний Новгород
Сообщений: 7
Отличный рассказ! Завидую белой завистью.
3
1
Ответить
 
Москва
Сообщений: 6291
Хорошо написано!
В очередной раз автор подтвердил - вся советская ядерная энергетика делалась фактически голыми руками на коленке. Не зря так всё засекречено-жертв было очень много. Там и тяжёлую воду тряпками вытирали, и стержни вручную передвигали - да что там, в моём институте на соотв. кафедре чп. было - первый же вылет введённого в строй вертолёта экомониторинга показал - фонит! Ободрали всё нафиг, вентиляцию разломали и закопали тут-же во дворе - типа, теперь не фонит, пока. На "военке" много преподов было из Чернобыльских ликвидаторов. Порассказали, конечно - как там люди месяцами работали в респираторах там, где в ОЗК больше получаса находится нельзя - не только работали, а воду пили, "дары природы" кушали... В МГУ прикол был - выстроили новый корпус экономфака для "самых-самых". А он оказался... на пути утечки излучения из стенки реактора примыкающего НИИЯФ. Надо капремонт делать - а это астрономические суммы. Законопатили кое-как, "на отвали"...
В Кинешме ядерный взрыв подземный был - потом трещины породы, грунтовые воды, туда-сюда. А там деревни, колодцы у всех, хозяйство...
К чему я всё это написал... - узнали что где-то тут что-то с ядерным направлением было связано - лучше уйдите и чем быстрее и дальше, тем спокойнее!
А то больно непросто от лучевой болезни люди концы отдают...
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г
7
2
Ответить
   
якутск
Сообщений: 17
Фото интересные. Вообще северная природа очень колоритна. Летом такое буйство красок,
во всем чувствуется жажда жизни. Мечтаю проехать от Магадана до Якутска на машине.
Автору желаю чтоб его мечта сбылась.
6
 
Ответить
    
Сообщений: 36441
БРЭДПИТ:
Географ! Сначало изучи Колымский край, а потом выводы делай! "Долина смерти" расположена на равнине между Мадауном и Усть Омчугом, а так же между Сусуманом и Усть Нерой. А Обо действительно имеет другое смысловое значение.
ну брэдпиты , они всё знают.Просто обязаны знать.Но не хотят.А хотели бы,то знали, что названиям чего либо заведует не география , а Топонимика.
так вот в Топонимическом словаре видим следующее

В быту и религиозных воззрениях кочевых эвенов огромную роль играл северный олень. Он давал все необходимое для жизни, от продуктов питания до предметов быта, которые изготовлялись из оленьей кожи, костей, рогов и шерсти, был незаменимым средством передвижения. В топонимах дифференцированы характеристики и назначение оленя. Буюнда — от буюн «дикий олень». Гарманда, Корбо, Корбе значат не только «дикий», но «олень-бык-производитель», Коначан — «важенка с теленком», Нямичан — «важенка», Орон — «домашний олень», Чалым — «олень, оставленный на убой». Важные характеристики несут названия Мотыклей — «ранняя осень, там находились летнее-осенние пастбища», Ирбычан — «где выпадает мало снега», т.е. легко добывать зимой корм, Ко’лимна — «водопой», Бутугычаг — «копытка» – страшная для оленеводов болезнь животных и др. Сезонные работы отражены в названиях Тугучак — «место отела», Дюгудях — «летнее пастбище» и др. Предметы быта, связанные с оленеводством: Маут — «аркан», Донгка — «детское седло».
Вот из за того, что "Бутугычаг — «копытка» – страшная для оленеводов болезнь животных и др"вот поэтому эвенки и прозвали это место в переводе на русский "долина смерти"

Брэдпиты к тому же слегка ленивы.
ну лень им набрать в поиске "название бутугычаг"
мало ли "долин смерти" в мире. вот брэдпит 2 знает. причём обе на колыме.
но только так которая между Мадауном и Усть Омчугом названа в честь того, что

"В трескучие морозы даже небольшой ветерок для ослабленных заключенных был смертельным, и здесь стало чуть ли не правилом в зимнее время возвращаться с работы в лагерь не в полном составе."

Извиняюсь за слегка нравоучительный тон,но это вызвано тем, что кто то,меня послал Колымский край изучать.
Не хотелось бы тут выяснять отношения,только один вопрос.
Бредпит, а ты на колыме сколько лет прожил?
5
 
Ответить
    
Сообщений: 36441
raven1:
Хорошо написано!В очередной раз автор подтвердил - вся советская ядерная энергетика делалась фактически голыми руками на коленке. Не зря так всё засекречено-жертв было очень много. Там и тяжёлую воду тряпками вытирали, и стержни вручную передвигали - да что там, в моём институте на соотв. кафедре чп. было - первый же вылет введённого в строй вертолёта экомониторинга показал - фонит! Ободрали всё нафиг, вентиляцию разломали и закопали тут-же во дворе - типа, теперь не фонит, пока. На "военке" много преподов было из Чернобыльских ликвидаторов. Порассказали, конечно - как там люди месяцами работали в респираторах там, где в ОЗК больше получаса находится нельзя - не только работали, а воду пили, "дары природы" кушали... В МГУ прикол был - выстроили новый корпус экономфака для "самых-самых". А он оказался... на пути утечки излучения из стенки реактора примыкающего НИИЯФ. Надо капремонт делать - а это астрономические суммы. Законопатили кое-как, "на отвали"...В Кинешме ядерный взрыв подземный был - потом трещины породы, грунтовые воды, туда-сюда. А там деревни, колодцы у всех, хозяйство...К чему я всё это написал... - узнали что где-то тут что-то с ядерным направлением было связано - лучше уйдите и чем быстрее и дальше, тем спокойнее!А то больно непросто от лучевой болезни люди концы отдают...
на самом деле всё немного не так как написал автор.
секретного там особо ничего не было.
почему то все пишут,только про уран, но не пишут, что изначально там добывали оловянную руду, так называемый кастерит.
тесть к примеру его постоянно на магадан возил.
3
 
Ответить
   
Остров Сахалин
Сообщений: 19693
fareast:
да откуда нам знать, то. тёмные мы.
не знаю откуда там буряты с монголами взялись, и что сие слово на их языке означает,но вот на языке местных эвенков "Долина смери". Как связать это со святым местом на вершине , ума не приложу.
Да я же просто знатоков спросил о происхождении названия "обо" на Колыме. В качестве примера привел факт того, что там в лагерях сидело очень много священников-буддистов. Кстати, бывший глава буддистов России Мунко Цыбиков отсиделв магаданских лагерях около 20 лет. Так как имел большой практический опыт в тибетской медицине лечил заключенных и вертухаев корешками, да травками, которые он собирал за пределами лагеря. Его отпускали на сбор лекарственных растений. Он рассказывал об этом моему отцу.
В драке важен не размер собаки, а количество злости в ней (народная мудрость)
 
 
Ответить
    
Сообщений: 36441
Загас:
Да я же просто знатоков спросил о происхождении названия "обо" на Колыме. В качестве примера привел факт того, что там в лагерях сидело очень много священников-буддистов. Кстати, бывший глава буддистов России Мунко Цыбиков отсиделв магаданских лагерях около 20 лет. Так как имел большой практический опыт в тибетской медицине лечил заключенных и вертухаев корешками, да травками, которые он собирал за пределами лагеря. Его отпускали на сбор лекарственных растений. Он рассказывал об этом моему отцу.
я тогда дико извиняюсь. я подумул, про Бутугычаг
1
 
Ответить
    
Владивосток
Сообщений: 50
Молодцы .А знать все названия что дали коренное население да еще когда носителей этого языка остались единицы думаю не стоит ломать копья.Главное знать историю и хотеть ее знать.Я про свой край толком не знаю хотя много читал по тому как кто здесь жил до нас оставил одни названия.Собираюсь в ваши края хоть немного дорогу сделают.
1
 
Ответить
    
Сообщений: 36441
в Топонимическом словаре Северо Востока СССР от 89года слово "Обо " не фигурирует.
но скорей всего название населённого пункта возникло от одноимённой реки.
 
 
Ответить
   
Кемерово
Сообщений: 24
Молодец! и фото есть и описание, вот сижу аж слеза наворачивается, бывал я в этих местах, в юности.
Спасибо!
2
 
Ответить
  
Туапсе
Сообщений: 393
эх, как захотелось там побывать. завидую автору.
Мой отзыв: Kia Rio 2013
2
 
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
Ностальгия у мужика, Колыма так просто не отпускает.
4
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Когда бы побывал на Колыме....., хотя у нас от сумы и от тюрьмы, как известно.....
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
1
Ответить
     
Магадан
Сообщений: 3951
Да ладно..... на всю Колыму две зоны осталось
1
 
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 346
про эти места всегда интересно читать,5
PRADO-VZJ95. 2001г. TZ, Пр.руль
 
 
Ответить
    
Магадан
Сообщений: 38
баааа........знакомые лица! зайцу,Валере привет большущий! от собровца пяточка! привет и от романа петровича,теперь мы уже все в калуге. за все пять! дерзайте дальше. было дело,колесил по колыме.
 
 
Ответить
NAR
 
Сообщений: 4443
пять+
 
 
Ответить
    
Магадан
Сообщений: 38
Зайцу скинь и у мня бывали ..сюжеты.. . Новосиб-Магадан в одного. окт.11г. из лета в зиму.
2
 
Ответить
  
Сообщений: 356
пи-таччч:
Зайцу скинь и у мня бывали ..сюжеты.. . Новосиб-Магадан в одного. окт.11г. из лета в зиму.
Поступок!
Необычный подарок ребёнку www.skazkavpodarok.ru
1
 
Ответить
  
Сообщений: 356
Как здорово, как сам побывал!
Необычный подарок ребёнку www.skazkavpodarok.ru
 
 
Ответить
 
Магадан
Сообщений: 6
Саня, клаасный рассказ! Столько всего навеял о той поездке! Вото только я туда больше летом ни ногой, жарко там очень!!)) В Магадане лучше))).
1
 
Ответить
  
Ростов-на-Дону
Сообщений: 259
Очень интересно. А что произошло с дорожниками, которым памятник поставили???
Progres NC300, 06.1998
 
 
Ответить
    
Сообщений: 36441
Мистер Малой:
Очень интересно. А что произошло с дорожниками, которым памятник поставили???
погибли наверное.
перевал Гусакова к примеру на Теньке в честь дорожника названа.
 
 
Ответить
     
Владивосток
Сообщений: 116
Ил-86:
Места хорошие, но стиль повествования... В общем, автор, мне не понравилось (хотя пара фото есть действительно хороших)-до цели не добрались, Колымскую ГЭС не сфотали, п. не нашли....
До Колымской ГЭС нужно ехать по другой дороге. Или плыть на лодке от того места где мы были километров 20.
Жизнь есть то, что ты думаешь о жизни.
Мой отзыв: Honda Accord 2001
 
 
Ответить
 
Сообщений: 4503
Неописуемая красота!!!!
Юзаю Lexus LX470 и Suzuki Jimny...
1
 
Ответить
    
Орел
Сообщений: 63
Ярик, привет! Красава. Магаданцы не сдаются.
Глаза боятся, а руки крюки!
1
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 4561
Красивые места!!!
Mazda MPV 2001г 2.0 FS
Mazda MPV 2007г 2.3 LY3P 23C
HYUNDAI SANTA FE 2.4 АТ 2012г
 
 
Ответить
    
Сообщений: 43310
зачет
JDM
 
 
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Сурово.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
 
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 14763
зачётная поездка.
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.
 
 
Ответить
   
Город Ангелов
Сообщений: 553
Позноваиельно Молодцы!!!
 
 
Ответить
   
Магадан - Евпатория
Сообщений: 26550
fareast:
погибли наверное.
перевал Гусакова к примеру на Теньке в честь дорожника названа.
в честь геолога. А перевал называется Лошкалах, и он на Теньке, правда ближе к Сусуману. А так поездка в никуда, ни одной цели не достигли.
Ниссан-Сафари-60 ТД-42 МКП был... А теперь Форд-Мондео 2,5 турбо.
2
 
Ответить
  
Красноярск
Сообщений: 391
Ништяк, путешествие это всегда отдых не только телом, а главное душой!!! Всех, благ. Вперед за новыми отчетами 8-)))
Жизнь - это кино без дублей
 
 
Ответить
   
Билибино,Магадан,Омс
Сообщений: 692
Молодец,что написал.Все нормально.Я почти каждые два года туда в отпуск летаю,а все равно интересно почитать.
2
 
Ответить
    
г. Хабаровск
Сообщений: 34
Читал и смотрел фото с удовольствием, я там родился в п. Транспортном в 55г. От родителей всякого наслушался, мечтаю побывать. Спасибо за отчёт.
 
 
Ответить
    
Усть-Нера
Сообщений: 37
Спасибо за рассказ!!!
 
 
Ответить
    
Сообщений: 38701
Север манит своей красотой...
 
 
Ответить
  
Сообщений: 322
ребят кто поедит ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ-РЕСП.БАШКОРТОСТАН и обратно пишите,в начале лета собираюсь serega-alekseev@ http://list.ru
 
 
Ответить
 
Магадан
Сообщений: 198
Если загуглить "Бутыгычаг", то найдёте рассказ человека который там побывал. С фото. Там ещё паралельно проводились эксперименты по изучению человеческого мозга.
А по поводу того что путешественники не пошли пешком - правильно сделали.
После того как возле Уптара передо мной на дорогу вышел медведь размером примерно с Ниву.. порычал и ушёл дальше.. Я так ох&ел, что по тундре 10км тоже бы не пошёл однозначно.
Пацан в армии на Камчатке в карауле стоял , и к ним тоже медведь запёрся.. Он в него рожок из калаша выпустил.. тот просто развернулся и ушёл.
Нафиг такие прогулки по тундре..)
Мы в 2002м году по работе прокатились до Артыка и обратно. Впечатления конечно двоякие от разрухи и заброшеных посёлков. Как путешествие в какой-то Чернобыль. ((
Можете ещё загуглить кому интерсно Музей Ивана Паникарова. Человек перелазил большинство колымских лагерей ещё в с 80х, когда в них ещё в виде мусора валялись личные дела зэков. Также интересно почитать В. Шаламова (хотя бы десяток рассказов. они короткие, но очень информативно показывают что там творилось).
 
 
Ответить
 
Магадан
Сообщений: 198
Кстати, с Магадана в ЦРС на машине в марте 2014го ни кто не едет случайно? Ищу попутчиков )
 
 
Ответить
улан-удэ
Сообщений: 3
Медведей по Теньке много бродит. Если баллон допустим предстоит делать к сумеркам,то лучше подожди до утра.Миша подходит неслышно и будет стоять между тобой и кабиной.
 
 
Ответить
Это места моей студенческой молодости. Работали на стационаре "Абориген" у биологов и наш руководитель Д.И. Берман возил нас на экскурсию в Бутыгычаг. Хочу в 2015 году (будет проезд в отпуск шаровый) совершить паломничество в "молодость". Лагерь Бытыгычаг, озеро Джека Лондона, стационар "Абориген"
1
 
Ответить
Освальд
Шкотово
fareast:
ну брэдпиты , они всё знают.Просто обязаны знать.Но не хотят.А хотели бы,то знали, что названиям чего либо заведует не география , а Топонимика.
так вот в Топонимическом словаре видим следующее
В быту и религиозных воззрениях кочевых эвенов огромную роль играл северный олень. Он давал все необходимое для жизни, от продуктов питания до предметов быта, которые изготовлялись из оленьей кожи, костей, рогов и шерсти, был незаменимым средством передвижения. В топонимах дифференцированы характеристики и назначение оленя. Буюнда — от буюн «дикий олень». Гарманда, Корбо, Корбе значат не только «дикий», но «олень-бык-производитель», Коначан — «важенка с теленком», Нямичан — «важенка», Орон — «домашний олень», Чалым — «олень, оставленный на убой». Важные характеристики несут названия Мотыклей — «ранняя осень, там находились летнее-осенние пастбища», Ирбычан — «где выпадает мало снега», т.е. легко добывать зимой корм, Ко’лимна — «водопой», Бутугычаг — «копытка» – страшная для оленеводов болезнь животных и др. Сезонные работы отражены в названиях Тугучак — «место отела», Дюгудях — «летнее пастбище» и др. Предметы быта, связанные с оленеводством: Маут — «аркан», Донгка — «детское седло».
Вот из за того, что "Бутугычаг — «копытка» – страшная для оленеводов болезнь животных и др"вот поэтому эвенки и прозвали это место в переводе на русский "долина смерти"
Брэдпиты к тому же слегка ленивы.
ну лень им набрать в поиске "название бутугычаг"
мало ли "долин смерти" в мире. вот брэдпит 2 знает. причём обе на колыме.
но только так которая между Мадауном и Усть Омчугом названа в честь того, что
"В трескучие морозы даже небольшой ветерок для ослабленных заключенных был смертельным, и здесь стало чуть ли не правилом в зимнее время возвращаться с работы в лагерь не в полном составе."
Извиняюсь за слегка нравоучительный тон,но это вызвано тем, что кто то,меня послал Колымский край изучать.
Не хотелось бы тут выяснять отношения,только один вопрос.
Бредпит, а ты на колыме сколько лет прожил?
дядя фарист тоже достаточно ленив,чтобы нормально прочесть топонимический словарь. Копытка будет бутукэ-чаг же приставка.В совокупности будет"место,где у оленей болеют ноги"и не более того. А "долиной смерти"прозвали местность всякие фантазеры,лет так через цать после того,как там рудник закрылся.Эти же фантазеры и кадыкчан долиной смерти зовут-и даже базу под это подводят.
Я 10 лет на Колыме прожил,если что. Тенька, Усть-Омчуг.
 
 
Ответить
Освальд
Шкотово
Витя Д:
Если загуглить "Бутыгычаг", то найдёте рассказ человека который там побывал. С фото. Там ещё паралельно проводились эксперименты по изучению человеческого мозга.
А по поводу того что путешественники не пошли пешком - правильно сделали.
После того как возле Уптара передо мной на дорогу вышел медведь размером примерно с Ниву.. порычал и ушёл дальше.. Я так ох&ел, что по тундре 10км тоже бы не пошёл однозначно.
Пацан в армии на Камчатке в карауле стоял , и к ним тоже медведь запёрся.. Он в него рожок из калаша выпустил.. тот просто развернулся и ушёл.
Нафиг такие прогулки по тундре..)
Мы в 2002м году по работе прокатились до Артыка и обратно. Впечатления конечно двоякие от разрухи и заброшеных посёлков. Как путешествие в какой-то Чернобыль. ((
Можете ещё загуглить кому интерсно Музей Ивана Паникарова. Человек перелазил большинство колымских лагерей ещё в с 80х, когда в них ещё в виде мусора валялись личные дела зэков. Также интересно почитать В. Шаламова (хотя бы десяток рассказов. они короткие, но очень информативно показывают что там творилось).
Брешет этот,который там типа побывал.Нет там таких черепов.Такие черепа есть на одном острове в заполярье.Там жмуриков изучали болезных.
а не пешком-туда и не доберешься.Разве только на гусеничном транспортере.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром