Через буддийские святыни в магаданский ГУЛАГ

16.01.2013 | 50073 просмотра

Вот и настал торжественный момент. Как речитативно поёт Вася Обломов (в миру ростовский парень Вася Гончаров): «Еду в Магадан!». За последние несколько лет с помощью автомобиля просторы родной страны изъезжены изрядно. С запада на восток от российско-норвежской (КПП Борисоглебск) до российско-северокорейской границы (станция Хасан, по-северокорейски Хасан Туманган). С севера на юг от Мурманска, Архангельска, Нового Уренгоя до Владикавказа, Кызыла, Кош-Агача и прочая-прочая, а вот в сторону Магадана пробраться не довелось. В 2007 году во время моего первого автопроезда Москва—Владивосток—Москва в компании с североамериканским дружком Чарли завернули мы от Невера в Тынду, оттуда доехали до границы с Якутией, на чём и успокоились.

В 2008 году довелось второй раз проехать от Москвы до самых до приморских окраин. На сей раз с тремя любознательными новозеландскими товарищами. Но и тогда завернуть в Якутск и Магадан времени не нашлось. Однако долго так продолжаться не может. Время идёт, труба зовёт, жажда знаний и приключений гложет. После нескольких отмен и откладываний решено: «В августе-сентябре 2012 года. Не позже, не раньше!».

План совершенно незамысловатый. Так придумать мог бы каждый. 1 сентября в Магадан прилетает один из новозеландских сотоварищей по прошлым автопутешествиям. Чтобы вовремя встретить его в аэропорту Магадана, я и моя жена Наташа 20 августа летим в Иркутск, там берём напрокат подходящую машинёшку и едем в столицу Колымского края. Наташа улетает из Магадана домой, а я с сотоварищем еду назад в Иркутск возвернуть машину законному владельцу. Чем не план?!

Так, собственно, и сделали. 19 августа я прилетел с вахты домой, собрали нехитрый автопоходный скарб и 20 августа вылетели в сторону Иркутска. В Иркутске приземлились рано утром 21 августа, где нас ждал погодный сюрприз: в разгар лета на траве иней, а на термометре +1°С. Подобные температурные безобразия город Иркутск творит в день моего прилёта не впервой. 20 мая 2010 года, вылетев из уже почти оттаявшего северного города Ноябрьск (Ямало-Ненецкий АО), приземлились в несравненно более южном, но заснеженном и обледеневшем Иркутске. Даже в Ханты-Мансийске, где наш бизнес-джетик приземлялся за день до Иркутска, берёзки уже зазеленели, а в Иркутске ещё не было ни листика! И это 20-ого мая!!! Сибирь, однако.

Офис «Херца» в иркутском аэропорту открывается рано. На аэропортовской стоянке в ожидании прилёта московских барыг стояло несколько прокатных машин. Нас дожидался Nissan Pathfinder. Вполне пригодный по своим техническим параметрам для предполагаемых дорожных трудностей автомобиль. Внешний осмотр выявил примерно 50% изношенность протектора задних шин. Внутренний голос, исходя из пережитого в прошлых поездках по гравийно-каменистым дорогам, однозначно подсказывал, что до Магадана хватит, а там, скорее всего, придётся покупать новые шины. Досадно, но ладно. Время не ждёт.

Договор и доверенность оформились быстро. Ключ, документы в руки и поездка длительностью в 25 дней и длиной в 13 000 км началась.

Сначала надобно познакомить Наташу с Иркутском. Она в нём ещё ни разу не была. Припарковали машину у гостиницы «Ангара» и прогулялись по окрестностям. Кто в Иркутске совсем не был, посмотрите несколько фото. Кто был, но давно, тоже может взглянуть. Даже по сравнению с 2010 годом есть перемены и дополнения. Например, напротив Богоявленского собора на берегу Ангары в 2011 году вырос памятник «Основателям Иркутска от горожан». Расположенная неподалёку Спасская церковь красиво отреставрирована. Старейшее каменное здание в Восточной Сибири, между прочим.

Богоявленский собор. Начало постройки 1718 год.

Основателям Иркутска от горожан.

В 2011 году, празднуя 350-летие основания Иркутска, иркутяне так прониклись любовью к родному городу, что одного памятника им показалось мало. Перед Спасской церковью поставили беседку-часовню, а в часовне установили памятный камень «Основателям города Иркутска от благодарных потомков».

Спасская церковь с беседкой и камнем.

Имелось намерение проехать к Знаменскому монастырю посмотреть на памятник Колчаку и могилу декабристской жены Трубецкой, но образовавшиеся к полудню пробки желание оное отбили. Вставляю фото 2010 года для полноты картины. Заодно можно убедиться, что 20 мая того года Иркутск был в снегу и без листиков. Памятник установлен недалеко от места расстрела Колчака.

Побродив немного по городу, прикупив, чего не хватало, тронулись в далёкий путь. По плану поездки предполагалась ночёвка на восточном берегу Байкала на бурятской стороне.

Без проблем доехали до южной оконечности Байкала, где расположен посёлок с почти неприличным названием — Култук. Кто не знает, запоминайте, что вскоре после Иркутска стоит знак-плакат: «Внимание! Горная дорога. 70 км». 70 км — это протяжённость дороги, а не ограничение скорости. Грузовики и запрет обгона сильно тормозят движение. А уж если негабаритный груз в попутном направлении попадётся, то ехать эти 70 км долго и нудно.

Самый южный Байкал с Култуком.

От Култука дорога серою лентою вьётся вдоль Байкала на некоторой высоте от уровня озера. Виды иногда вполне симпатичные. В районе г.Байкальска попахивает разлагающейся целлюлозой — продукцией многострадального Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Уж сколько раз и лет его закрывают, а он всё живёт. Если совсем закрыть, куды ж тогда работничкам податься?

Вскоре после того как дорога начинает уходить в сторону от славного моря в направлении Улан-Удэ, мы свернули в направлении села Посольское, чтобы поглазеть на имеющийся там монастырь и найти место ночёвки на берегу Байкала. На месте, где сейчас стоит село, в 1650 году было убито российское посольство, шедшее к монгольскому хану. В монастыре на часовне около монастырского погоста установлена памятная чугунная доска с надписью: «Здесь погребено тело раба Божия российского посла Ерофея Заболоцкого, в 1650 году в сопутствии монгольских послов шедшего с мирными предложениями к хану Сецену и вероломно на сем месте убиенного монголами». Вторая табличка говорит, что на пролитой здесь христианской крови в 1681 году пришедшие из Москвы проповедники веры монгольским язычникам, игумен Феодосий и иероманах Макарий с братией, основали монастырь в память убиенного посла. На самом берегу Байкала стоит Спасо-Преображенский монастырь, основанный в память о тех далеких событиях.

Вид с Байкала.

Вид со двора.

Монастырский погост

Заночевали в машине недалече от села Исток. Комаров было много, но после антикомариной обработки тела и одежды они не кусались. На берегу Байкала — байкальский ужин. Отведали копчёного омуля, прикупленного в Култуке. Nissan Pathfinder оказался весьма удобной для спанья машиной. Задние сиденья раскладываются вровень с полом и места для двоих очень даже достаточно.

Цель следующего дня посетить головное буддийское заведение России — Иволгинский дацан имени нетленного XII-ого Пандито Хамбы Ламы Даши Доржо Итигэлова. Ежели кто не очень знаком с упомянутым товарищем, напомню цитатой из Википедии:

«По легенде, 15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов сел в позу лотоса и собрал учеников. Он дал им последние наставления: «Вы навестите и посмотрите мое тело через 30 лет». Хамбо-лама начал сам читать специальную молитву-благопожелание для умершего, постепенно и ученики подхватили её. Так, находясь в состоянии медитации, XII Пандито Хамбо-лама Даши-Доржо Итигэлов якобы ушел в нирвану.

Он был похоронен в кедровом кубе в том же положении (в позе лотоса), в котором находился в момент ухода.

Согласно завещанию в 1955 году группа лам во главе с XVII Пандито Хамбо-ламой Лубсан-Нимой Дармаевым тайно от властей подняла саркофаг с телом XII Пандито Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Убедившись в неизменности его состояния, провели необходимые обряды, сменили одежду и вновь схоронили.

10 сентября 2002 года XXIV Пандито Хамбо-лама Дамба Аюшеев с группой лам и светских лиц вновь подняли саркофаг с Пандито Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигэловым и, выполнив необходимые ритуальные действия, перенесли его тело в Иволгинский дацан.

Феномен нетленного тела Пандито Хамбо-ламы XII позволили изучить светским учёным. Анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

С января 2005 года любые медицинские и биологические исследования тела Итигэлова были приостановлены по распоряжению Дамбы Аюшеева».

Ныне живее всех живых12-ый Пандито помещён в охлаждаемый смотровой ящик и хранится в специально для него построенном храме. Говорят, его иногда представляют к осмотру, но нам не повезло. В день нашего визита храм был закрыт.

Вход в дацан свободный, но, чтобы праздношатающимся туристам жизнь мёдом не казалась, у входных ворот монахи поставили будку-юрту, где взымается плата за так называемое разрешение на фото-видеосъёмку. С каждого снимающего снимается по 50 рублей. Решили и мы внести посильный вклад в дацанову мошну. Захожу в юрту. Сидят два молодых монаха. «Здравствуйте!» — говорю. А в ответ — тишина. Ни один, ни другой и ухом не повел. «Кому деньги за фотографирование?» — «Сюда, сюда!» — оживились оба сразу. Видать, не молитвой единой живы люди божьи. Продолжение рассказа об Иволгинском дацане представляю в картинках.

Врата Иволгинского дацана.

За вратами пышным цветом расцвела торговля предметами буддийского культа.

Войдя в дацан, уважительный посетитель должен непременно двигаться по часовой стрелке, крутя молельные барабаны, освобождая карманы от надоевшей мелочи: ёмкостей для добровольных пожертвований предостаточно.

Храм-хранилище нетленного тела Даши Доржо Итигэлова.

Орнамент очень красивый.

Таким был 12-ый Пандито при жизни.

Симпатичный храмик по соседству.

Внутреннее убранство одного из храмов.

Цветастые лёвы или лёвы с цветами — непременный атрибут буддийских учреждений.

Тигра тоже в авторитете, тоже шарик ногой давит.

В каждом дацане есть дом-теплица, где заботливо выращивается дерево от семян дерева Бодхи, сидя под которым, Будда Шакьямуни впервые достиг просветления.

Сам Будда Шакьямуни обычно изображается барельефно или живописно на противоположной входу наружной стене храма.

Драгоценный камень, исполняющий желания. Желательно выражение желания подкрепить материально. Чем крепче подкрепление, тем больше шансов, что желание сбудется.

Один из иволгинских монахов пригласил меня, Наташу и ещё нескольких посетителей в культовое помещение, якобы соприсутствовать на молитве. Мы вошли. Молитвы, однако, не случилось. Вместо этого монах начал разводить присутствующих на медосмотр по-тибетски. Сначала освидетельствовал пацанишку, признав его годным к дальнейшей жизни. «Спасибо», — сказал отец пацанишки. «Спасибо не говорят», — с обидой в голосе ответил монах. Мужик понятливо дёрнулся и запустил руку в карман, но из кармана ничего не достал. Видимо, на ощупь определил, что остались только крупные купюры. Обломился бакшиш, но монах не сдался. Принялся колдовать над бурятской женщиной. Настолько долго и нудно, что конца камлания мы не дождались и покинули помещение, предварительно сделав несколько снимков скрытой камерой. Монах против открытой съёмки почему-то возражал.

Как-то почитывая перед поездкой интернетную статейку про Иволгинский дацан, я прознал, что там обитает русский монах по имени Костя. Учится буддизму, а на воле его ждёт девушка. Иногда девушка приезжает в дацан и навещает Костю. Не знаю, тот ли это самый Костя на снимке или другой славянин, запутавшийся в сетях буддизма, но картинка наблюдалась, ровно как в статейке: европейский парень в монашеском облачении явно рад визиту симпатичной подружки. Тут же вспомнилась и слегка переиначилась не совсем приличная деревенская частушка:

— Ты куда её повёл, такую молодую?
— За ворота, за дацан. Там я ей задую.

Вид на Иволгинский дацан со стороны.

Нагулявшись по дацану, продолжили свой путь на восток. На ночь остановились в мотель-кафе «Золотой Дракон» на 883 км трассы М55, она же «Байкал», она же Иркутск — Чита. Вполне приличное придорожное заведение. 1000 рублей с человека. Туалет и умывальник в комнате. Душ на этаже. Еда вкусная. Персонал приветливый.

Утром 23 августа тронулись дальше. В плане на тот день стояло посетить бурятский городок Агинское и бурятское село Цугол.

По пути до Читы можно полюбоваться излучинами реки Ингоды.

А c противоположной стороны, на пригорке стоит незамысловатый памятник строителям дороги Улан-Удэ — Чита: списанный трудяга-бульдозер на постаменте, изрисованный граффити и вандализированный любознательными детишками. (Фото 2008 года)

Пояснительная табличка гласит: «На этом перевале 1 октября 1979 года военными дорожниками был уложен последний метр асфальта автомобильной дороги Улан-Удэ—Чита».

В саму Читу решили не заезжать. Проследовали вдоль окраины по направлению в Агинское — административный центр Агинского Бурятского округа. Совсем недавно это был субъект Российской Федерации и имел в названии приписку «автономный».

1 марта 2008 года Агинский Бурятский автономный округ слился в административном экстазе с Читинской областью. В результате округ перестал быть автономным, а Читинская область перестала быть и областью, и Читинской. Несказанно возгордившись территориальным приобретением, читинские областные депутатишки порешили, что негоже им теперь оставаться какой-то областью, и переименовались они в Забайкальский край. По подобной схеме сработали отцы-руководители Пермской области. Узурпировав Коми-Пермяцкий автономный округ, провозгласили себя Пермским краем. Не всех, однако, гордыня гложет. Есть и положительные примеры. Иркутская область, например, приватизировала Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, но не стала заниматься абсолютно бесполезным переименованием, а так и осталась скромной Иркутской областью.

Дорога в Агинское довольно симпатичная. Пейзаж из поросших лесом сопок превращается в волнистые степи Забайкалья.

Само Агинское произвело очень благоприятное впечатление. Вместо ожидаемого пыльного и сонного посёлка городского типа нам явился вполне благоустроенный городок с характерными бурятскими чертами.

Веротерпимость на центральной площади.

Цвети, родная Ага!

Герои Аги недавнего….

…и далёкого прошлого.

Мать-Ага радушно приветствует гостей на въезде в Агинское.

Если от Матери-Аги повернуть направо, то километров через пять дорога приведёт к воротам Агинского дацана, основанного в 1811 году. Не в пример дацану Иволгинскому, Агинский дацан гораздо менее затурищен и гораздо менее подвержен коммерциализации. По всей видимости, в данный день и час мы были единственными иногородними посетителями. У входа ни одной машины, а сам вход охранял молодой лошадёнок.

На территории дацана наблюдается мультиступность.

А на пригорке за дацаном наоборот моноступность и надпись: «Аган дасан 200 лет». О прошлом годе, значит, написали. Видимо, были празднества великия.

Наташа предложила попросить местного монаха провести нам экскурсию по дацану. Захожу в одну из деревянных изб. Три двери. Две заперты, за третьей слышно шевеление. Стучу, открываю. В маленькой комнате сидит всем довольный сияющий моложавый монах. «Здравствуйте», — говорю. В ответ короткая фраза на непонятном языке. Видимо, ответное приветствие. Значит, понимает. Спрашиваю насчёт экскурсии. Опять ответ на непонятном языке. Я уверен, что монах меня понимает, но делает вид, что он настоящий тибетский лама и по-русски не разумеет. «Вы действительно из Тибета?» — «Да!» — «Понятно», — сказал я, и вышел вон. Познакомились с дацаном своими силами. За первыми воротами есть вторые. За ними прячется большой храм и большая ступа. Это территория Агинской Буддийской Академии. На территории академии вообще не было ни души, что располагало к фотографированию.

Дверь, к сожалению, оказалась на замке, и внутренне убранство Академии осталось за кадром.

Познакомившись с Агинским дацаном, мы продолжили путь в направлении китайской границы, чтобы посмотреть ещё один дацан — Цугольский, расположенный в селе Цугол. Село Цугол стоит на берегу священной для бурят-монголов реки Онон. Священна она потому, что на её берегах родился великий Чингиз-Хан. Земляк он наш, оказывается. Славный сын России из Читинской области.

Найти Цугол по имеющемуся у нас свежеизданному дорожному атласу оказалось не просто. Данный атлас хоть и напечатан в текущем году, но, как и многие другие, попадавшиеся мне на автостранствий, не отражает реальной дорожной действительности. Мне сдаётся, что печатаются они в типографии имени Ивана Сусанина и имеет целью сбить путника с пути, будь он пеший, конный иль машинный. Построенные несколько лет назад дороги и мосты не отмечены, а дорожная сеть, как далее выяснилось, Магаданской области оказалась извращена настолько, что я в сердцах выбросил сей атлас в урну. Короче, нашли мы Цугол путём расспроса местных жителей и подивились на его красоты: дацан, многометровую статую Будды и ступы.

Цугольский дацан основан в 1801 году. Его главный храм построен в 1868 году. Место интересное, фотогеничное и в виду его отдалённости немноголюдное. Вместе с нами на храмовой территории была лишь одна пожилая женщина, просила у ступы заступничества.

Главный храм вид спереди…

..и с обратной стороны.

Ступа Жанчиб Шодон. Символизирует просветление Будды Шакьямуни.

В дацане в отдельном здании хранится 8,5-метровая статуя Будды Майтрейи — воплощение будущего. Статую держат в основном взаперти, открывают по праздникам или по просьбе трудящихся, желающих сделать пожертвование. Судя по интернетной информации, фотографировать оного Будду воспрещается: нечего в будущее заглядывать. Однако «устроены так люди, желают знать, желают знать, желают знать, что будет». Поэтому подошёл я к окошку и в приступе любознательного богохульства заснял лик Майтрейи через стекло. Вдруг, откуда ни возьмись, появился монах в сопровождении бурятской семьи о трёх человек. Монах отпер дверь в домик Будды, и глава семьи под одобрительные возгласы жены и дочери начал наполнять стеклянный жертвоприёмник 100-рублёвыми купюрами. Тут я второй раз заснял Будду будущего. Уже в полный рост. Монах, завидя святотатство, всплеснул руками и спрятался в углу комнаты. Мысленно попросив у него прощения, побрёл я к машине.

Нелегальный снимок Будды в момент денежного жертвоприношения.

Забегая вперёд, скажу, что на обратном пути, то есть, из Магадана в Иркутск я опять заехал в Цугол, чтобы показать дацан моему новозеландскому другу. В дацане в тот раз посетителей вообще не было. Дежурный монах оказался очень добродушным и разговорчивым мужичком. Завидя усталых путников, радостно нас приветствовал, распахнул двери и храма, и буддохранилища. Наша просьба разрешить фотографирование его удивила. Добродушный монах утверждал, что никаких запретов на этот счёт не существует и быть не может, ибо буддизм есть добрейшее религиозно-философское учение. Не догма, как учил В.И.Ленин, а руководство к действию. В чём я его всемерно поддержал и сфотографировал Майтрейю на законном основании.

По словам монаха, при коммунизме статуя находилась в музее в Ленинграде, где все драгоценные камни из Будды выковыряли и отправили в государственную казну, и сейчас корону Будды украшают стекляшки. Ещё монах поведал, что монашеской братии в дацане насчитывается 36 человек. Семеро молодых братанов ещё учатся, а остальные служат Будде, не покладая рук. Есть два филиала: в Могойтуе и Забайкальске. Самый напряжённый период монашеского служения февраль-март. Начинаются, как выразился монах, «корпоративные молебны»: «По району мотаемся». Ещё наш общительный собеседник пожаловался на китайские власти, которые уже который год подряд не пускают российских буддийских монахов в Тибет. При Советской власти на территории дацана квартировала воинская часть Советской Армии. На кирпичной стене глубоко процарапано: «Киргизия. ДМБ 1977». Для поколения пепси и мыльно-ментовских сериалов поясняю, что Киргизия была одной из республик, входивших в состав Советского Союза, и жители её исправно служили Советской Отчизне вместе с латышами и грузинами. И даже дружили.

Легальный снимок Будды.

Внутри главного храма Цугольского дацана.

Чуть в стороне от дацана, на окраине села стоит довольно большая ступа и довольное старое аркообразное культовое сооружение. Не проезжайте мимо.

На сём наше знакомство с буддийскими святынями закончилось. Сначала вернулись в Могойтуй. От Могойтуя повернули на Первомайский. Дорога сначала радовала свежестью и ровностью покрытия. Но недолго. Вскоре асфальт превратился в пыльную грунтовку, а потом в каменистую отсыпку.

Первомайский оказался сонным городишком с разбитыми улицами и праздношатающимися нетрезвыми мужичками. Один из них указал нам дорогу на выезд из города в сторону Шилки, а в награду попросил прокатить его на машине. Что и было сделано. Достопримечательность Первомайского — мост через реку на окраине города. Мост шириной в одну полосу движения, общий как для железнодорожного, так и для автомобильного транспорта. Движение регулируется светофором.

Заночевали в чистом поле промежду Первомайским и Шилкой.

Задача следующего дня (24 августа) выехать на федеральную автодорогу «Амур», проверить, насколько улучшилось её состояние после знаменитого проезда ВВВП в «Калине» жёлтой в сентябре 2010 года, и, если улучшилось, то доехать засветло до Тынды. Почти 1 000 км.

Проснулись часов в 6 утра от шума проливного дождя, можно сказать, ливня. Тут в полной мере проявились положительные качества внутренней просторности Nissan Pathfinder. Не толкаясь и не мешая друг другу, мы вылезли из спальных мешков, переоделись, не выходя из машины под дождевой душ, сложили сумки, расселись по местам и тронулись в путь в поисках более сухого места.

От Шилки до «Амура» 20 км грязной разбитой грунтовки. «Амур» же порадовал стопроцентной заасфальтированностью и яркой дорожной разметкой. Крайний раз я проезжал по этим местам в 2008 году. Асфальт тогда встречался эпизодически, относительно ровные пыльные участки чередовались с длинными пыльными перегонами типа «стиральная доска». Теперь это в прошлом. Однако признаки начального разрушения твёрдого покрытия, к сожалению, встречаются регулярно. Убоявшись праведного гнева ВВВП, дорожные строители в спешке плоховато утрамбовали отсыпку. Дорожное полотно местами приобрело волнообразные очертания. Завидя знак «Неровная дорога», снижайте скорость. Знаки расставлены исключительно по делу. Непослушные водители подпрыгивают изрядно, оставляя на новеньком асфальте глубокие борозды от твёрдосплавных деталей днища автомобиля.

Увидев такой знак на новенькой трассе «Амур», лучше притормозить.

Вид на асфальтированный «Амур» с перевала Ю.Тена.

Однако, как гласит народная мудрость: «Сколь дороженьке не виться, а конец будет». Конец «амурскому» счастью наступил, как и ожидалось, на траверзе Невера. Поворот налево и мы въезжаем на федеральную автодорогу «Лена». Сразу видно, что по ней не проезжало колесо «Калины» жёлтой. Разочарованного первыми метрами «Лены» автопутника встречает плакат с полуцензурной надписью. Почему полуцензурная? Потому что с одной стороны, правильная, а с другой — матерная. Плакат эзоповым языком предупреждает, что лучше не будет.

Справедливости ради надо сказать, что совсем уж разухабистая дорога первые 3-4 км. Потом либо дорога немного выравнивается, либо привычка к ухабам вырабатывается. На 57 км трассы посреди леса неожиданно появляется ровнейший асфальт с разметкой и ограждением. Продолжается это недоразумение целых 6 километров. Видимо, тренируются местные дорожники к будущей всеобщей асфальтизации дороги до самого Якутска.

Переваливаясь на ухабах и ныряя в ямки, добрались к вечеру до Тынды. Асфальт начинается за 10 км до Тынды. На въезде в город заправка. Во время пополнения запасов дизтоплива лопнул шланг, и тугая струя солярки ударила мне в грудь, изрядно промочив всё, что было на мне надето. Воздух в машине оказался безнадёжно испорчен.

В гостиницу «Юность» нас не пустили. Возможно, не прошли smell control, то бишь, запах-контроль. Приютились на ночь в постоялом дворе «Рижская», что на улице Рижская, дом 4. Гостеприимный хозяин тоже пожаловался на некоторую дизельную несвежесть, но комнату выделил и показал, где можно простирать и просушить пропитанную соляркой одежду. Гостеприимство обошлось в 1 800 рублей.

Почти всё время моросил дождь. Всё было серо, мокро и облезло. Наташа записала в походном дневнике: «г.Тында — препротивнейший городишко». Пять лет назад я посетил Тынду погожим летним днём, и выглядела столица БАМа вполне стандартно для российской провинции. С той поры на центральной улице возвели церковь, (а где её не возвели?), но очарования городу объект религиозных услуг не придал.

Серым дождливым утром, посетовав в очередной раз на погоду, покинули Тынду в направлении Якутска. После Тынды 70 км приличного асфальта, а ещё через 20 км грунтовки на вершине сопки граница с Якутией. В 2007 году в этом месте мною были запечатлены на фотокамеру две этикетки, провозглашавших, что отсюда начинаются земли народа саха. Обе этикетки, как часто у нас водится, были исписаны, увешаны грязными тряпками и расстреляны из дробовиков. Таким макаром любознательные охотники проверяют кучность боя своих ружей. Кусок фанеры или картона найти трудно. А тут готовая мишень. Люмпен-пролетариату, обладающему огнестрельным оружием, грех не воспользоваться. Новомодная тенденция — привязывать тряпки куда попало — тоже порядком портит и пейзаж, и экологию. Неужели экзальтированные тряпковязатели не видят, что эстетики своим творчеством не добавляют, а кусты и деревья, увешанные ветошью, постепенно сохнут? Хотите неких духов задобрить? Выпейте огненной воды, и духи к вам потянутся. Ниже фото 2007 года.

На сей раз никаких знаковых табличек о достижении Сахи мы не увидели. Очевидно, что люмпен-стрелки и тряпковязатели довели пограничные знаки до такой степени паскудности, что местным властям стало стыдно, и знаки ликвидировали.

Остался памятник строителям БАМа. Циклопическое сооружение в духе раннего Церетели. Две трубы, видимо, символизирующие дорогу железную, которая «как ниточка тянется», сверху украшенные северным орнаментом, а снизу испохабленные граффити, намалёванные люмпенами, у коих не оказалось с собой ни ружей, ни тряпок. Фото ниже было сделано на обратном пути в ясную погоду.

А в день 25 августа 2012 года на границе было сыро и туманно.

Кто не видел федеральную автодорогу «Лена», полюбуйтесь на некоторые виды.

Округ Нерюнгри в изобилии встречаются месторождения красного гранита. Почва насыщена красным и бордовым цветом. Из-за этого листья голубики приобретают сюрреалистичный пурпурный оттенок. Красота.

Встречаются и не очень твёрдые участки дороги. Ещё не утрамбованные. Этот бедолага (фото ниже) гонит кусочек японского хлама из Владивостока в Якутск. Сел на пузо. Троса нет. Оказали посильную помощь. Вытащили. А дождь всё не проходит. А грязная колея до горизонта.

«Как дальше поедешь?» — «Не знаю. Буду ждать, когда подсохнет».

Нам, однако, ждать не резон. Мы торопимся в магаданский аэропорт. Друга встречать.

Асфальт присутствует вокруг Нерюнгри, а также от Алдана до Томмота. Местами предательски разбитый, то есть, 100-200 метров ровный, а потом яма слева, яма справа, яма посередине, тормоз, удар или удар потом тормоз. Короче, не разгоняйтесь.

Внедорожные качества Nissan Pathfinder позволили нам не останавливаться перед возникшими трудностями. В сумерках добрались до реки Амга и встали лагерем на берегу. Ночью на землю якутскую опустился зусман. Минус 0ºС. Пришлось утепляться. Но это полбеды. Посреди ночи метрах в 10 от нас встала на ночлег развесёлая шлёп-компания. Видимо, страшно было вдали от людей останавливаться. Пока укладывались, врубили на всю музыку и матерились. Ну, не уродцы ли?

Утром мы проснулись раньше развесёлой шлёп-компании. Мстить своей музыкой и своим матом не стали. Тихонько собрались и уехали. К трём часам дня мы уже были в Нижнем Бестяхе, то бишь, насупротив Якутска. Якутск расположен на правом берегу Лены, а Нижний Бестях на левом.

Вопреки нашим надеждам дождь не только не прекратился, а разошёлся до масштабов ливня. Кругом лужи, грязь, сумеречно от низко нависших туч. Решили поискать ночлег в Нижнем Бестяхе и продолжить путь рано утром. Если дождь не перестанет, то, по крайней мере, завтра в нашем распоряжении будет весь световой день. Постоялого двора не нашли, зато нашли тётю Таню, которая сдаёт таким, как мы, бродягам угол за 800 рублей с бродяги. При всём богатстве выбора другой альтернативы не было, и мы заночевали на квартире у разговорчивой и простодушной тети Тани в детской комнате. Сливной бачок в туалете не работал. Горячей воды нет в принципе, но мы справились. Не графья, хоть и на арендованном Pathfinderе.

27 августа. Подъём в 5 утра. Взгляд в окно. Дождь моросит, но едва заметно. Это радует. В 6:00 распрощались с тётей Таней и вперёд. Наша дорожная карта говорит, что следующую ночь мы должны провести в Хандыге. Дорога поначалу, естественно, сырая, но не грязная, почва преимущественно песчаная; дорога неровная, но без колеи. Движемся довольно быстро. К тряске привыкли. Ближе к Чурапче почва становится чёрной, жирной, скользкой. Кажется, что из-под земли сочатся жидкие углеводороды типа мазута и смазывают дорожное полотно. (Бурить там надо немедленно безо всякой сейсморазведки). Колеи, однако, нет. Снижаю скорость до 20-40 км/час. Изношенные шины с трудом цепляются за скользкий грунт. Машину водит из стороны в сторону и заносит даже на скорости ниже 40 км\час. Якутский спиди-гонщик обгоняет нас на микроавтобусе УАЗ. Через пару км наблюдаем УАЗ в глубоком кювете, а спиди и его напарник беспомощно и грязно стоят на обочине. Вот этот КАМАЗ тоже газанул некстати, и снесло его на край дороги, откуда самостоятельно ему не выбраться. Одна радость: дождь, кажись, кончился.

Мы скоростью не увлекаемся. Движемся не быстро, но уверенно. Машина обрастает слоем липкой грязи. Протектор шин забит напрочь. На каждом колесе земляная оболочка. 207-ой км трассы. Слышим посторонний шум со стороны водителя: хлоп, хлюп, бам, ёпс. Выхожу из машины и что же зрю: отвалился бампер. Боковая его часть. Хлопает по дороге, держась за заднюю часть. (См. фото ниже). Всё понятно. Бампер наверняка снимали, а поставив назад, закрепили болтами только в задней части. Боковинки были просто вставлены без болтового крепления. Тряску пластмассовые зацепочки выдержали, а вот когда бампер изнутри заполнился грязью, потяжелел, то от тряски отвалился. Достал я набор инструмента Leatherman. Американская сталь как по маслу вошла в прочный японский пластик. Оттяпал отвалившуюся треть бампера. Понимаю, что боковине бампера со стороны пассажира тоже жить осталось недолго. Через пять минут всё повторяется. Хлоп, …, ёпс. Leatherman, обрезание. Пора и отметить отвал бампера. Съезжаем с дороги. Сначала обмываю в придорожном озерке отвалившиеся части бампера, потом пьём чай за здоровье оставшейся машины. Вот как это выглядело.

По возвращении в Иркутск, сдал обломки бампера «Херцу». Чистые, в цельности и сохранности. Даже спасибо не сказали. Слупили 30 тысяч за порчу имущества, хотя сами не закрутили винтики. Ну, не эрасты ли?

В 210 км от Н.Бестяха находится село Черкех. Не проезжайте мимо. В нём приличный историко-этнографический музей. Собраны типичные якутские жилые и хозяйственные строения прошлых веков. Плюс симпатичная церковь и часовня, по которым можно полазить снизу доверху. Вид с колокольни весьма приятный глазу. В старые колокола можно позвонить малиновым звоном. Есть, конечно, и документики кое-какие, и образцы одежды, и серебряные изделия. Посетителям там рады.

По пути в Магадан мы, угнетённые дождём, грязью, развалившемся бампером и неизвестностью, Черкех проехали без остановки. А зря. На обратном пути погода благоприятствовала, и мне довелось познакомиться с музеем в Черкехе. О музее чуть позже, а пока возьмите на заметку следующее:

Отправляясь в Якутию, прочитайте хотя бы справочку о Платоне (Омолоне) Ойунском. Для якутского народа он и Ленин, и Пушкин, и Лев Толстой в одном лице. Упоминание о нём вы встретите практически в любом музее. Помимо этого, памятники, бюсты, улицы его имени и прочая.

«Платон Ойунский — Слепцов Платон Алексеевич (10.11.1893 –31.10.39) — основоположник якутской советской литературы, поэт, прозаик, драматург, ученый-филолог, видный общественный и государственный деятель, одни из первых организаторов и руководителей Советской власти в Якутии.

Родился в Таттинском улусе. Начало революционной и литературной деятельности относится к марту 1917 году, когда Ойунским было написано стихотворение «Песня труженика», ознаменовавшее собой рождение якутской советской поэзии. Он перевел на родной язык «Песню сокола" М.Горького, работал над драмой «Красный шаман». В декабре 1921 г. перевел «Интернационал».

Воссозданный им народный эпос «Нюргун Боотур Стремительный» стал ныне достоянием всероссийского и мирового читателя. Он был крупнейшим знатоком якутского фольклора, особенно мифологии, автором многих научных трудов.

Ойунский — один из авторов идеи образования автономной республики Якутия.

Именем Ойунского названы Якутский академический драматический театр, литературный музей и одна из улиц г.Якутска. В 1966 году учреждена Государственная премия им. Ойунского, присуждаемая за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры.

Празднование 100-летия со дня рождения Ойунского в 1993 году ЮНЕСКО было включено в перечень официальных событий, отмечаемых этой организацией.

В годы культа личности Ойунский был необоснованно репрессирован и умер в тюрьме».

Недалеко от Черкеха у дороги стоит большой памятник Боотуру Стремительному, а чуть поодаль памятник Платону Ойунскому в образе мальчика, ловящего сачком рыбу. Родился он недалече от этого места.

Боотур Стремительный.

Юный Платон Ойунский

Взрослый Платон Ойунский со товарищи по партии (экспозиция музея в Черкехе)

Виды музея в Черкехе.

Тааттинская церковь 1912 года и часовня:

Якутские строения:

Отражение меня в позолоченном куполе колокольни.

Вид с колокольни:

Музей, как я уже упомянул выше, был на обратном пути. А пока 27 августа мы с Наташей продолжаем путь на восток. Вскоре после нашего знакомства с Боотуром Стремительным погода резко улучшилась. Исчезли тучи, и засветило солнце. Возле Ытык-Кюёль неожиданно выехали на хороший асфальт. Три километра образцового шоссе. Видимо, и здесь дорожники на всяку случку тренируются к возможной в будущем всеобщей асфальтизации. Пополнили запас солярки: 39 руб. 30 коп. за литр.

282-ой км. Очень разбитый участок. Левая сторона дороги — сплошные ямы и глубокая колея. Правая сторона — менее глубокая колея и менее глубокие ямы. Проезд в одну машину. Участок небольшой. Метров 400, но его надо преодолеть. С нашей стороны и с противоположной стоят по КАМАЗу. Не решаются трогаться. Пропускают нас. Ползём на пониженной. Клиренс у Pathfindera маловат. То и дело садимся на пузо, но машина справляется. После этого небольшого испытания — никаких хлопот. Дорога быстро сохнет. Песок, однако. В 16:00 неожиданно выскочили на берег реки Алдан. Вот и она — паромная переправа. Отошли от берега в 17:30. Погрузкой-разгрузкой руководят паромщики. Всё было тихо и мирно. Расценки: 500 рублей за легковую машину с водителем, 100 рублей за пассажира.

Широка река Алдан.

Переправа заняла почти два часа. В сумерках добрались до Хандыги, где и остановились в гостинице №2 на улице Энергетиков. 1 000 рублей за человеко-койку. Всё чисто, аккуратно.

28 августа в 6:45 выписались из хандыженского «Хилтона №2» и взяли курс на Усть-Неру. Сначала каменистая дорога бежит по лесной равнине, иногда прямо по берегу реки Хандыга, где можно остановиться и пожонглировать круглыми камешками.

После посёлка Тёплый ключ, где можно заправиться и замагазиниться, пейзаж красивеет. Становится очевидно, что мы приближаемся к горным районам Якутии.

Настолько горным, что на горах лежит снег.

Вероятно, это место (см. фото ниже) называется Жёлтый прижим. Похоже по интернетным описаниям прежних времён и по цвету грунта. Прижиматься к жёлтым скалам сейчас нужды нет. Заботливые дорожники дорогу расширили и продолжают расширять и трамбовать. Примерно такая же картина наблюдается на Чёрном прижиме (опять же определяю местность по цвету грунта). Работает техника, расширили дорогу до вполне приличных размеров. Иногда, правда, приходилось пробираться по насыпям свежевзорванных камней, скобля брюхо Nissana острыми гранями.

Это, по-моему, жёлтый…

…а это чёрный.

На фото ниже другой прижим. Я бы назвал его серо-коричневым. Он пока ещё довольно прижимистый. Но работы идут. Здесь мы прождали около часа, пока завершаться буровзрывные работы.

Виды продолжают быть вполне живописными.

Используя внедорожные качества Pathfindera, можно подъехать к реке, чтобы в спокойной таёжной обстановке передохнуть,

…перекусить…,

..а также полюбоваться красками первоначальной осени…

…и сделать групповой автофотопортрет…

После прижимов дорога становится более равнинной и каменистой. Пейзаж более тундровый, чем лесной.

Конечно, заехав так глубоко в якутские просторы, было бы правильно посетить полюс холода в районе Оймякона. Не доезжая Кюбюме, у поворота на Оймякон трезво оценили ситуацию. К сожалению, время на поездку в Оймякон нет. Поехали прямо. После Кюбюме дорога довольно ровная и прямая, как стрела, до почти самой Усть-Неры.

Движение, как видите, не очень интенсивное.

За 40 км до Усть-Неры начинается живописный Омчанский перевал. Дорога узкой змейкой вьётся на вершину перевала. Спуск с перевала тоже совсем не широкий. При скользкой дороге опасный. Ограждения у дороги нет. Естественных преград в виде деревьев и кустов мало. С вершины перевала открываются виды на заснеженные вершины.

Вид на запад.

Вид на восток.

Спустившись с перевала, вымыли машину в речке. Уж больно стала страшна. В Усть-Неру въехали в сумерках, чтобы обнаружить там солярку по 40 рублей за литр и гостиницу на ремонте. На ночлег остановились за Усть-Нерой у быстрой и холодной речки Кюрбелях.

Утро 29 августа обещало приятный день: воздух слегка морозный, небо чистое, солнце стало пригревать, едва появившись над горизонтом. По чашке чаю, и — в путь. Недалеко от Усть-Неры есть свой прижим. И пока до него не добрались доблестные дорожники, прижим весьма прижимистый. Дорога шириной всего в одну машину бежит вдоль реки Нера.

Хорошая погода радовала нас недолго. На границе с Магаданской областью остановились выпить кофе в честь достижения Колымского края. В один момент небо затянули низкие серые облака и начал моросить дождь. Граница проходит по реке Делянкир. На фото старый мост через эту реку.

Встречающиеся очаги цивилизации в основном заброшены, разграблены и разбиты. На фото остатки прииска имени 25-летия Октября.

Место падения американского бомбардировщика А-20 «Бостон» и погребения советских военных лётчиков, перегонявших самолёт на Восточный фронт. Вечная память.

Город-призрак Кадыкчан. Вид с Колымской трассы. С обезлюдившим городом я познакомлюсь поближе на обратном пути в хорошую погоду. А сегодня дождь. Проезжаем мимо.

Сусуман — оплот цивилизации. Городок живёт. Есть памятник Бен Ладену.

Единственное кафе, на которое указали местные жители, оказалось закрыто. Насовсем. Зашли в магазин. Выбор большой. Цены тоже большие. Банковские терминалы установлены. Пластмассовые деньги к оплате принимаются. Пока ходили по сусуманским магазинам, дождь из моросящего превратился в проливной. Асфальта в Сусумане нет. Только неровные бетонные плиты.

Следующий заметный населённый пункт — Ягодное. Решили заехать в центр городишки, подывиться, как люди живут. Улицы разбиты чрезвычайно. Последний раз асфальтировались ещё при коммунизме. Бюст Ленина сохранился. Это радует. Неча историю на свалку выкидывать. Недалече от бюста Ильича нашли кафе. Решили попробовать местную солянку. Солянка понравилась. Выхожу из кафе, а заднее колесо, выражаясь по-английски, имеет плоскую шину. Давно я ждал этого момента. Облачился в непромокаемую одежду и приступил к мелким ремонтным работам. Сначала долго соображал, как извлечь запаску, а когда сообразил, был уже весь грязный и мокрый, как изнутри, так и снаружи.

Шину залатали на ближайшем шиномонтаже. Решил проехаться на запаске. Давлю на газ, а машина упирается и шум посторонний из трансмиссии. Значит, запасное колесо отлично по размеру от трёх остальных колёс. Иркутского «Херца» мать ети! За пять тыщ арендной платы в день могли бы нормальную запаску дать. Уже сталкивался с такой проблемой во время проезда Москва—Владивосток—Москва в 2008 году. И тоже благодаря «Херцу», только московскому. Делать нечего. Опять под дождь, опять в грязь. Ещё и ветер поднялся, и сумерки сгустились. Так и есть: запасное колесо имеет размерность 225, а три других 255. Запаска уже наполовину спущена. Замена колеса на Pathfindere занимает гораздо больше времени и сил, чем можно предположить. Снимать-убирать запасное колесо в нишу под багажником довольно муторно. Колеса, как запасное, так и меняемое, естественно, грязные донельзя. Домкрат поднимает-опускает машину по доле миллиметра за оборот рычага. Короче, физзарядка весьма интенсивная. Заменив колесо, движемся дальше по тёмной, грязной, разбитой федеральной автодороге «Колыма». Шины на задних колёсах сильно изношены. Запаски, можно считать, нет. В кромешной темноте не решаемся съехать на ночёвку с дороги. Изредка встречающиеся съезды залиты водой и изуродованы глубокой колеёй. Дождь не кончается. В 23:30 видим знак Р, уширение дороги, встаём, спим.

Хмурое утро 30 августа. Дождь продолжается. Тронулись, как только рассвело. Сегодня нужно обязательно добраться до Магадана. Завтра встречать рейс из Москвы. Вскоре пересекли реку Колыма. Мост не старый, но почему-то узкий. Преимущество автотранспорту, движущемуся в сторону Магадана. Мы заехали на мост: знак позволяет. С противоположной стороны нам навстречу в нарушение установленного там знака 2.6 «Преимущество встречного движения» попёрлись два «Камаза». Разъехаться можно, только осторожно.

Разъехались с первым, второй едет посередине. Я прижался к краю, остановился. «Камаз» остановился рядом, из окна высунулась рабоче-крестьянская рожа и начала меня учить, кто здесь главный. Совсем обнаглел простой народ! Ни знаков не соблюдает, ни субординации. Рядовой поди, а бывшего офицера Советской Армии поучает. Жил бы поэт Некрасов в наше время, он бы так сказал: «Буржуев можешь не любить, но знаки соблюдать обязан». На фото ниже въезд на мост в направлении Магадана. Знак 2.7 «Преимущество перед встречным движением». Аккурат на берегу Колымы расположился городишко Дебин. У ближайшего к мосту дома стоит контейнер, а на контейнере бюст Ленина. Гипсовый землячок внимательно наблюдал за происходящим, но помочь нам не мог. Ни рук, ни ног. Одна голова. (Фото сделаны на обратном пути, поэтому дождя на них не видно).

Посёлок Ларюковая. Кафе, рядом шиномонтаж. Дверь в шиномонтаж на замке. Перекусили в кафе, спросили у кафейных девушек, когда придёт шиномонтажник. «Когда проспится». Всё понятно. Ждать не будем. Кроме нас в кафе угощался блинами водитель иномарочного грузовика. Попросил его подкачать полуспущенную запаску. Накачали про запас аж до трёх атмосфер и продолжили путь. Начались участки дорожно-строительных работ. Идёт дождь. Дорога местами плохо проезжаема. Недавно насыпанный грунт раскис. Кое-где дорожная техника стоит глубоко в воде. Сие надо понимать так. Оставили работнички технику на ночь на берегу речки, а к утру речка от избытка влаги разлилась, тракторишки-грейдеришки утопли. Кажется, что дорожников это устраивает. Сидят в вагончиках, буржуйки топят, чай пьют.

Однако, приближаемся к месту, обозначенному на карте как посёлок Мякит. Повторюсь, что * Помимо удовлетворения праздного интереса, заключающегося в созерцании якутских и магаданских пейзажей, была и одна конкретная цель: добраться до развалин одного из магаданских лагерей, известного под названием «гулаг Днепровский», где предположительно в 1940-х годах сидел мой дед. Справка о его освобождении выписана в несуществующем ныне посёлке Мякит, находившемся километрах в 20 от этого лагеря. Это ясно говорит о том, что, по крайней мере, дед мотал срок в этой местности.

Я наивно полагал, что, добравшись до Мякита, спрошу у местных жителей дорогу на гулаг Днепровский. Оказалось, что посёлка Мякит совсем не существует. Даже развалин с дороги не видно. Речку Мякит мы пересекли четыре раза, а вот намёка на посёлок или что от него осталось, не заметили. Дождливая погода для поисков гулага была совершенно неподходящей, да и времени не оставалось. Поехали в Магадан. Лагерь я найду на обратном пути.

Перевал «Дедушкина лысина». Дождь кончается.

В 157 км от Магадана съехали с трассы на берег реки Атка последний раз попить чайку в походных условиях. Дождь наконец-то кончился и настроение улучшилось.

Тут же Наташа откопала и посадила в пластиковую бутылку росток кедрового стланика. Интересное растение. Дерево-куст. Почитайте о нём в Википедии. Наташа задумала такую штуковину вырастить у нас на даче. Посмотрели мы в интернете, а там такое пишут:

Саженцы кедрового стланика (Pinus pumila) можно купить в Москве по цене всего 1499 рублей. Самовывоз ...

Нет уж, барыги-спекулянты, сами покупайте за 1499 рублей. Мы лучше съездим в Магадан и самовывезем саженец стланика бесплатно. Наташа увезла растение с собой в Ульяновск и посадила на даче. Пока стоит зелёненький. Перелёт и смену часовых поясов росток перенёс хорошо. (Говорят, некоторые люди почему-то страдают от перевода стрелок на один час). Посмотрим, как зиму переживёт.

Вскоре после чаепития «восстал на пути Магадан — столица Колымского края».

По ходу движения расположен самый известный магаданский памятник — Маска Скорби. В память всех узников Колымского гулага. Подъезжаем и знакомимся с творением Эрнеста Неизвестного. Грустное место. Особенно в пасмурную погоду.

Заселились в гостиницу «ВМ-Центр» и айда в ресторацию отмечать конец длинного и интересного пути. Семейным экипажем на своём ВАЗ-21053 (в простонародье «пятёрка») мы покрывали и более длинные расстояния, но поездка в Магадан всё-таки событие особенное. Оно стоит бутылочки Карибского рома и стейка из свежего филе лососёвых пород. Аккурат посередине бутылочки зазвонил мой переносной телефон. На другом конце спутниковой линии был мой новозеландский друг. Он известил, что прилетит не завтра 31 августа, как планировалось, а послезавтра. Причина: сам он уже в Москве, прилетел на перекладных, а вот багаж его затерялся. Решил дождаться чемоданов и поменял билет. Страху нет. Подождём денёк. Познакомимся с Магаданом поближе.

Это город зэковской и трудовой славы дедушки Григория Григорьевича. Через бухту Нагаева его привезли на Колыму в 1937, через неё же он уехал в 1946, что удавалось далеко не каждому завезённому сюда невольному работнику. Другой дед, со стороны отца был арестован в 1935. Пропал бесследно. Бабушку арестовали в 1937. Пока сидела, Ежова сменил Берия и объявил маленькую амнистию в рамках исправления ежовских перегибов в борьбе с врагами народа. Через два с половиной года тюремной отсидки бабушку отпустили. Деда со стороны матери арестовали в апреле 1937. Дали 9 лет. Отправили на Колыму. Судя по документам, до апреля 1944 года он был заключённым, по моему разумению в одном из лагерей недалеко от посёлка Мякит. С 1944 года был расконвоирован, работал и жил в посёлке Палатка. Магадан он покинул в октябре 1946 года. Умер дед в 1962 году. Мне тогда было всего 3,5 года, поэтому о его колымском житье-бытье расспросить я его не успел. Остались несколько документов, по которым можно судить, где он находился на Колыме. Сам я чист перед законом. Отсидел лишь три года и всего лишь на скамье подсудимых по делу о неуплате таможенных платежей. Был оправдан за отсутствием состава преступления и отпущен без отметки в личном деле.

31 августа. Дети в школу собираются, а мы Магадан смотрим. Съездили на берег бухты Гертнера.

Потом в бухту Нагаева. Отсюда есть пошёл город Магадан.

В краеведческий музей по случаю санитарного дня нас не пустили. Пытались уговорить музейных тёток всё-таки разрешить нам пройти в экспозицию ГУЛАГа, так как Наташа завтра улетает, в музей уже не успеет. Хотя бы музейный гулаг посмотреть. Тётки, будучи видимо потомками гулаговских вертухаев, ответили отказом на грани цензурности и отбили у нас всякую охоту посещать музей. Просто походили по городу.

Центральная улица.

Местный храм Христа Спасателя.

Во время прогулки по городу набрёл на Доску Почёта с изображением почётных граждан, прославивших чем-то славным и выдающимся как Магадан, так и всю страну. Увидел знакомое лицо.

Лицо это, конечно, многим знакомо. Как минимум всем любителям лыжного спорта. Елена Вяльбе — выдающаяся советская и российская лыжница, трёхкратная олимпийская чемпионка, 14-кратная чемпионка мира, пятикратная обладательница Кубка мира. В настоящее время — президент Федерации лыжных гонок России. Особенно она отличилась в 1997 году. На чемпионате мира в Тронхейме выиграла пять золотых медалей из пяти возможных. В том же 1997 году Елена совершила и ещё один замечательный поступок, наверняка менее известный любителям спорта: полетела на Северный полюс и приземлилась туда с парашютом. В составе этой парашютной экспедиции мы и встречались. Для меня это была уже пятая залётка и пятый прыжок на полюс. Елена прыгала на тандеме в паре с отцом-основателем тандемной прыжковщины и организатором международных парашютных экспедиций на Северный полюс Сергеем Инсаровым. Всё прошло гладко, хотя погода была отвратительнейшая, самая худшая за все мои предыдущие и будущие полёты на полюс. Кстати, прыжок тот состоялся 19 апреля, накануне Елениного дня рожденья. Такой вот своеобразный подарок подарил ей Сергей Инсаров. А 20 апреля 1997 года, аккурат в день рождения мы летели с полюса в Хатангу и все четыре часа бурно отмечали Ленины 29 лет. Хорошее было время. Жаль, не воротишь. Ну, это лирическое отступление, ностальгия по прошлому, а теперь вернёмся к нашей поездке.

В связи с плачевным состоянием двух шин и неадекватной запаской приняли некоторые меры. Купили ремонтный комплект бескамерных шин и компрессор. Объехали большие и малые шинные магазины в поисках нужного размера 255/75 R17. В самом большом шинном магазине мне торжественно заявили, что такого размера в Магадане нет. Праворукий японский автохлам использует либо 265, либо 225, но никак не 255. 255 — это для леворульных японских машин, коих в Магадане отродясь не водилось. Стал тыкаться в автосервисы и шиномонтажи. Везде примерно одинаковый ответ: «Нет. Никогда не видели». Вдруг в одном автосервисе приказчик аж подпрыгнул: «Есть! Заберите, Христа ради, по дешёвке. 35 тысяч за четыре новых колеса в сборе». Недорого, учитывая, что одна только шина без диска стоит в Москве более 10000 рублей, но нам бы всего две шины. «Нет. Хозяин сказал только все четыре с дисками. Вы первые за всю нашу историю, кто такой размер спросил. Эти колёса к нам случайно попали». Запомнили место. Учтём на будущее. Прилетит друг Родни, обсудим покупку новых колёс.

1 сентября. День знаний. Дети в школу, а мы в аэропорт. Провожать Наташу, встречать заморского гостя. Гость прилетел, Наташа улетела. Прямо в аэропорту я обратил внимание Родни на плачевное состояние двух шин. Рассказал о вчерашней эпопее по поиску шин нужного размера. Родни покупать новые колёса отказался: «Все прокатные машины с плохими шинами. Авось, доедем».

2 сентября. Покидаем Магадан. Предлагаю проехать по Тенькинской трассе, где я и сам ещё ни разу не был, выехать на автодорогу «Колыма» западнее Сусумана, опять поехать в направлении Магадана и предпринять более настойчивую попытку найти гулаг Днепровский. Прогноз погоды на ближайшую неделю благоприятный.

Сказано — сделано. Проехав Палатку, свернули на Теньку. Тенькинская дорога менее посещаема, менее устроена, менее населена. Словом, более диковата. В подтверждение этому вскоре после поворота с основной трассы на дорогу вывалился медведь и закосолапил впереди машины. Фотовидеоаппаратура в чехлах. Пока доставали фотоаппараты, появился «Камаз» вахтовка. Погнался за медведем. Косолапый, естественно, порскнул обратно в лес. Начало было многообещающим, но больше живности мы не видели. «Камазы» вахтовки иногда встречались. Возят людей на золотодобывающий рудник им. Матросова. Из гостиницы подвозили в аэропорт золотых дел бизнесмена. Он и поведал, что вложили в рудник московские золотобарыги чуть ли не миллиард долларов. Средняя добыча 1,6 грамма золота на тонну породы. Говорит, дюже выгодно.

Пейзаж на Тенькинской трассе довольно разнообразный:

иногда таёжный…

…иногда лунный…

…иногда тундрово-холмистый…

Речки интересные встречаются.

Не здесь ли черпал вдохновение для своих песенок Коля Расторгуев:

«Эх, веселей рабочий класс…»

Посёлок Усть-Омчуг скорее мёртв, чем жив.

Зашли в придорожный магазин. Две тётьки-продавщицы обрадовались новым лицам. Разговорились. Тётьки пожаловались на жизнь сегодняшнюю. Вспомянули добрым словом жизнь при коммунизме. Иностранцам не удивляются: «Всякие тут проезжають. Даже сербы с хорватами были». — «Чем мужики занимаются?» — интересуется Родни. — «Золото копають». — «А женщины?» — «Частушки про золото поють:

«Я на севере была, золото копала,
Если б не моя 3,14зда, с голоду б пропала!» —

продекламировала одна из тётек, тряся сиськами от смеха. Родни, естественно, попросил перевести. Частушку я слышал раньше, и переводить её приходилось. Переводной текст у меня получился в два раза длиннее, но зато точный и в рифму:

“I have ventured to the North looking for prosperity,
But severe cold and hunger brought me to reality.
I was dreaming to get rich digging gold in my claim,
But I had to sell my pussy to survive when winter came”.

На этой весёлой ноте покинули Усть-Омчуг и продолжили путь.

А на пути нас ждали размывы дороги …

…горы и долины…

…броды…

…заснеженные перевалы…(это 2 сентября, сурова Колыма)…

Посёлок Омчак встречает разрухой…

Неужели никто не живёт, ведь знаменитый рудник им. Матросова, где крутится миллиард американских денег, совсем рядом. Недалеко от разрухи видим кладбище и несколько свежих могил. Если люди мрут, значит, жизнь в посёлке есть. Есть и заправка, и солярка по 42 руб. 50 коп., и расписание работы заправки, написанное не без юмора.

Короче, поездка по Тенькинской трассе была вполне увлекательной и развлекательной, а закончилась она недалеко от автодороги «Колыма». Встали на ночёвку у реки Бабай. Выйдя из машины, взглянули мы на задние колёса и весьма опечалились: одно совсем спустило, а другое заметно ослабело. Решение такое: спим, а утром по «Колыме» обратно в Магадан за новыми колёсами. Иначе нам удачи не видать.

Утром 3 сентября первым делом самостоятельно отремонтировал и накачал оба спустивших колеса. В одном заделал три дырки, в другом одну. Воодушевлённые успешным ремонтом, мы бодро поколесили в направлении Магадана. Поиски шин в Сусумане и Ягодном успеха не принесли. В Сусумане шинный магазин в понедельник выходной, а в Ягодном такого магазина совсем нет: разорился. «Где шины берёте?» — интересовался я у местных автолюбителей. «В Магадан мотаемся», — был общий ответ. Ну, и мы тогда мотанёмся. Отремонтированные шины, как ни странно, держались молодцом до самого Магадана. Первым делом за колёсами. Купили все четыре. Два нам сразу поставили взамен изношенных и изремонтированных. Теперь не страшно и гулаг поискать.

Солнечным утром 4 сентября покинули Магадан окончательно. Погода установилась та, что надо. Ночью был мороз, а к полудню разогрело до +18С. И ясно. Достигнув реки Мякит и заметив дорожных рабочих, спросил их про гулаг Днепровский. Мужики, объяснили, где свернуть.

«Сколько от поворота до гулага?» — «30 километров». «На такой проедем?» — показал я на Pathfinder. «На уазиках проезжают». Ну и славно. В интернете тоже пишут, что до Днепровского от дороги 30 км. Коротенькая справка: рудник Днепровский был организован в 1941 году и функционировал до 1955 года. Здесь добывали олово. Основной рабочей силой являлись заключённые. Днепровский — один из самых сохранившихся объектов лагерной Колымы.

До него нам ещё предстоит добраться. Засекаем показание одометра, сворачиваем с трассы и попадаем на живописную малоезженую лесную дорогу. Смотреть по сторонам весьма приятно. Всюду краски осени и нетронутая природа. Ехать поначалу слегка напряжно. Дорога всё больше и больше покрыта глубокими длинными лужами. Лужи покрыты коркой льда. Ночью подморозило прилично. Останавливаюсь, измеряю глубину лужи купленной ещё в Иркутске лопатой. 50+ см, иногда 70+ см. Дно, как правило, каменистое, но не всегда. На дне и камни, и куски утонувших брёвен. Видимо, что во времена дедовой отсидки здесь была гать. С новыми колёсами Nissan ведёт себя очень хорошо. Демонстрирует проходимость лучшую, чем от него можно ожидать. После пятой лужи измерительными работами больше не занимаемся. Проскакиваем водные препятствия с хода. Посмотрите на наш путь.

Сначала так…сухо и красиво…

...потом вот так…красиво и мокро…

…мосты объезжаем стороной…

…дорога становится всё более водянистой…

…и через некоторое время просто превращается в реку…

А вот и конец нашего скорбного пути. Сунулись было в эту лужу (см.фото ниже), да капот погрузился в пучину, вода на лобовое стекло хлынула. Скорее назад. «Как же тут на уазиках проезжают?» — подумалось мне. Видимо, оттюнингованные уазики. Со шноркелями и большими колёсьями.

Остановились на сухом кусочке дороги. Согласно показаниям одометра и наручных часов за два часа мы преодолели 25 км. Получается до Днепровского ещё пять. Не сдаваться же. Родни вышел из машины, разделся до исподнего и начал выражаться американским языком: «Rangers lead the way!» — «All the way, sir!» — вторил ему я, тоже скидывая лишнюю одежду.

Примерный перевод: «И есть десантные войска, и нет задач невыполнимых».

Лужу перешли вброд. В самом глубоком месте мне было чуть не до пупка. Легко сказать. Вода ледяная. В тени льдинки плавают. Родни, как опытный треккер-хайкер, пошёл, не оглядываясь, не снимая ни ботинок, ни трусов. Я, как неопытный треккер-хайкер, сначала пытался обойти лужу по кустам в сапогах и брюках. Брюки тут же изорвал. Длины сапог для преодоления лужи в обход не хватило. Вышел на дорогу, разделся до неприличности. Зайдя по щиколотку, из лужи выскочил. Вода максимум +0С! Через несколько секунд, вопреки восточной мудрости, вошёл в ту же воду дважды и углубился в обжигающую прохладу по само небалуйся. А вокруг льдинки плавают. Края острые. Того и гляди «кровью окрасятся и луга, и ковыль, станет розово-алою придорожная пыль». Отталкиваю льдинки-мудорезники от нежных частей тела и преодолеваю водную преграду в цельности и сохранности.

Пройдя лужу, растёр покрасневшие ноги рваными штанами, оделся и обулся в сапоги. «Как ошибалась я!». Через 100 метров путь преградила быстрая река. Родни тем же макаром, не снимая ботинок, перешёл поток и зашагал дальше. Я же в сапогах осторожно по камешкам пробрался через стремнину, но в двух шагах от противоположного берега оступился и утонул. Через 50 метров другой ручей, потом ещё речки. Быстрые и холодные. Сапоги и всё остальное нёс в руках, изо всех стараясь не поскользнуться, не утопить документы и фотоаппарат и не отстать от сотоварища по трекингу. Ноги закоченели настолько, что я и фотографии забыл фотографировать.

Через два часа стало понятно, что 5 км мы уже прошли, а гулага не видно.

Обнаружили кабину от ГАЗ-51….

… и много медвежьих следов….

… а вот следов гулага нет. Собираем военный совет и решаем: взбираемся на сопку, изучаем местность в бинокль, если ничего похожего на гулаг не видно, идём назад к машине. Похоже, промахнулись. В 18 км от трассы мы видели пару старых телеграфных столбов и развалины избушки. Дорога там раздвоялась. Мы поехали прямее, так как наша цель — 30 км. Видимо, нужно было повернуть.

Взобрались на сопку. Посозерцали пейзаж. Ничего инородного природе не увидели. И вы посмотрите.

Спустившись с сопки, я присел на пенёк, но не съел пирожок. Нету!

Вернулись к машине, утёрлись, переоделись, поехали назад. Доехали до раздвоения дороги, свернули и — вот он гулаг Днепровский. Бараки, вышки, дома, бани, шахты, штольни, отвалы породы и прочие не всегда понятные сооружения. Наврали мужики и интернет про 30 км. Но мы не в обиде: отличный хайкинг получился, да и дорогу в речку самой природой превращённую не часто встретишь.

Солнце садится. Немного фотографируем на закате и готовимся к ужину и ночёвке. Ночь в гулаге. Мечта туриста и внука заключённого. Ниже вечерние фото.

Барак для заключённых. Спать в него не пошли. Без приговора нельзя.

Дом вольных инженеров.

Жёлоб. Штольни на вершине сопки. Оттуда руду спускали вниз по деревянному жёлобу.

Лопата большая — основное орудие труда заключённых.

Утром 5 сентября познакомились с Днепровским подробней. Поднялись на сопку, где находятся штольни, из которых извлекали руду. Погода была солнечная, но очень ветреная. Подъём довольно крутой. Ближе к вершине порывы ветра весьма ощутимые. Не только дерева, но и уцелевшие караульные вышки раскачиваются. Как тут зеки зимой ходили?! Ещё и работать надо было: копать, таскать, толкать и т.п. Смотрите сами.

Вход в штольню.

Ёмкость для руды.

К каждой вышке протянуты два провода: электричество и телефон.

Залез на вышку. Взглянул на мир глазами часового. Вышка шаткая. От старости и от ветра.

Панорама.

Жёлоб сверху…

…жёлоб снизу…рушатся строения…

Баня для комсостава.

К полудню осмотр закончен. По чашке чая и в путь. По пути посмотрели, как добывают золото дражным способом…

… и полюбовались яркой радугой у Сусумана. Два дня назад здесь на сопках лежал снег, а сегодня +20С и радужно от короткого дождика.

На ночь остановились у знакомой реки Бабай, где ночевали два дня назад со спущенными шинами.

6 сентября. Долго не спим. Наслаждаясь бабьим летом, едем в Усть-Неру. Первая остановка на верхушке Аркагалинского перевала. Отметка 960 метров. Здесь скромный памятник узникам Колымы. По пути в Магадан мы с Наташей его не заметили. Видимо, из-за дождя и тумана.

«Здесь было мало виноватых,
Здесь было больше без вины»

Следующая остановка в городе-призраке Кадыкчан. Покинут жителями в конце 90-х — начале 2000-х. Вот что говорит о нём Википедия:

«Возник в годы Великой Отечественной войны как рабочий посёлок при предприятии по добыче каменного угля. Шахту и посёлок строили заключённые, среди которых был писатель Варлам Шаламов. В сентябре 1996 года на шахте произошёл взрыв, погибли 6 человек. Шахта была закрыта. Всех людей выселили из города. Дома законсервировали, отключив их от тепла и электричества. Почти весь частный сектор сожгли, чтобы люди не возвращались. Однако даже в 2001 году в поселке оставались жилыми две улицы (Ленина и Строителей) и один дом по улице Мира, в котором находилась поликлиника, а к тому времени и больница, а также коммунальные службы.

К 2010 году в посёлке остались жить только двое самых принципиальных жителей. К 2012 году остался лишь один пожилой мужчина с двумя собаками».

Ни пожилого мужчину, ни двух собак мы не встретили. Только унылая разбитость и уничтоженность. Разбита и разграблена каждая квартира.

Центральный проспект.

В магазине № 25 давно никто не отоваривался.

Школа. Отзвенел уж давно здесь последний звонок.

Кина не будет.

Олимпиады тоже.

Горком партии. Местная власть убежала первой.

Как его не уродуй, а всё равно Ленин узнаваем.

Напоследок в бессильной злобе разбили иномарку «Запорожец».

Кадыкчанская голь на выдумки хитра: внизу гараж, вверху теплица. К теплу ближе, от холода дальше.

Вот ведь перегиб и парадокс. Был бы заселён городишко, мы бы в него не заехали. Он в стороне от дороги. А руины притягивают. Есть в них какое-то грустное очарование. Как на кладбище.

Кладбище нам тоже на пути попалось. И не одно. Уже на территории Якутии. Первое после посёлка Артык. На берегу реки Бурустах. Маленькое и заброшенное. Всего несколько сохранившихся надгробий и крестов. Никакого посёлка рядом не видно и на карте не отмечено. Последнее захоронение датировано 1979 годом. Читаю надгробные таблички: «Станкевич Пётр Емельянович. Родился в 1891 году 12 октября. Прибыл на Колыму в 1930 году 22 июня. Умер 10 мая 1944 года». Три события и вся жизнь.

«Герлих Валечка. 18-го мая 1946 г. — 10-го февраля 1949 г. Спи родная незабвенная дочурка и сестрёнка». Вдруг кто знает родных Герлих Валечки. Передайте, что могилка её цела.

Дерево росло рядом с крестом. По мере роста зацепило крест ветвями и выдернуло крест из сырой земли.

Погрустили? Теперь скорей в Усть-Неру. Дорога местами очень даже фотогенична и разнопланова.

В Усть-Нере на берегу Индигирки был замечен мемориал героев разных войн…

… а также две симпатичные усть-нерки и один усть-нерёнок.

Усть-нерцы ведут отчаянную борьбу за чистоту родного посёлка, не гнушаясь физическим воздействием на нарушителей.

А ещё в Усть-Нере есть магазины, а там краковская колбаса по 410 рублей за кило. Ей и отоварились для ужина. Заночевали в мелколесье недалече от Кюбюме.

7 сентября. От Кюбюме до реки Алдан по знакомой дороге через прижимы, дорожное строительство, скальную отсыпку и горную тайгу. Успели на вечерний паром через Алдан.

8 сентября. Едем в Якутск по равнинной Якутии. Погода солнечная, дорога сухая, где раньше были колеи и ямы, поработали грейдеры. Всё ровно, или почти ровно. Фотографируем, что глазу приятно или душе интересно. Например:

Якутские лошади. Уникальная морозоустойчивая порода. Круглый год пасутся на открытом воздухе. Добывают фураж из-под снега.

Это сооружение похоже на огромную конюшню без окон, без дверей.

Место культурного отдыха и отправления языческих обрядов в дни национальных праздников.

Памятник героям Великой Отечественной войны. Якутские охотники на германском фронте немца как белку в глаз били.

У Боотура Стремительного встретились с его создателями. Эти ребята (жаль, не записал, как их зовут) сварили скульптуру из листового металла. Собираются цементный постамент отделать плиткой. Сейчас едут в Ытык-Кюёль ставить памятник чемпиону мира по вольной борьбе Иллариону Федосееву. Якутия должна знать своих героев.

Тут же у Боотура Стремительного познакомились с якутской семьёй, едущей на кладбище в Черкех ухаживать за могилами. Хозяйка семьи вполне сносно говорила по-английски. Пригласила нас посмотреть, как выглядит якутское кладбище. Дело в том, что там интересно переплетаются и языческие, и христианские, и советские традиции погребения. Одному усопшему может быть установлен и тотем, и памятник со звездой, и мало мне понятное сооружение в виде маленькой будки типа конуры. Видимо, приют для духов.

Не спеша доехали до Нижнего Бестяха, где погрузились на паром и поплыли через Лену в Якутск, где пробыли две ночи и один полный день. День этот (9 сентября) посвятили знакомству с городом.

Ленин приветствует гостей города, прибывших на празднование 380-ой годовщины основания города.

А это Пётр Бекетов, основатель Якутска. Он повелел своим казакам здесь город ставить в 1632 году.

Рядом реконструкция старого Якутска.

Из Якутска отправлялся странствовать Семён Дежнев. Соответственно, и ему памятник имеется, и жене его, и пацанёнку ихнему.

Пушкин в Якутске стихи не писал, но памятник ему поставили. Ему везде ставят. Любезен он народу.

Без Платона Ойунского в Якутске никак нельзя.

Посетили краеведческий музей. С трудом нашли его во дворах. Неприятная деталь: помимо входного билета (кажись, 100 рублей) тётенька-кассирша запросила аж 250 рублей за фотографирование. Нигде ещё не встречал такой жажды нажиться на безобидном увлечении людей фотографией. Конечно, не заплатили, но фотографировали.

У музея.

В музее: якут кутается в дублёнку.

Чучела стерхов — любимых птиц Владимира Владимировича. Этих уже не научить летать. Для тех, кто забыл или пропустил сентябрьские выпуски новостей, напоминаю: «Президент России Владимир Путин потряс российскую и мировую общественность тем, что на мотодельтаплане в белом маскхалате и больших черных очках возглавил стаю белых журавлей».

Ещё в Якутске мне понравился ЦУМ. Здание интересное, но интереснее всего перевод его названия на латинский язык. Нигде пока такого прикола не видел. На уменьшенном фото плоховато видно. Даю расшифровку: над входом красуется надпись TSUM. Любому латиноговорящему гражданину сразу понятно, что здесь и зачем здесь.

Решили как-то якутчане
Непониманье иноземцев
Латинским алфавитом снять.
Что москвичам не вредно б перенять

Так как в Якутске с футболом туго, то якутчане болеют за «Зенит».

10 сентября, употребив оплаченный завтрак, покинули Якутск. Для биографии решили проехать километров 100 по левому берегу Лены и переправиться из Верхнего Бестяха в Качикатцы. Так и сделали. Преимущество в том, что на левом берегу Лены дорога асфальтированная, а на правом нет. Паромы, правда, на линии Верхний Бестях — Качикатцы ходят реже.

По пути проехали вот такой населённый пункт.

Перебравшись на правый берег, снова оказались на федеральной трассе «Лена» со всеми её прелестями. Виды иногда впечатляющие.

Во второй половине дня 12 сентября достигли диких степей Забайкалья.

14 сентября с утра посетили уже знакомый мне монастырь в селе Покровское.

И к вечеру были в Иркутске, где состоялся разговор с «Херцем» по поводу бампера и колёс. Свою ошибку в ненадлежащем креплении бампера иркутский «Херц» не признал. Колёса тоже отказался засчитать в счёт арендной платы. Ну, и херц с ним с «Херцем». Московский «Херц» в 2008 году засчитал в счёт арендной платы две купленные мной в пути шины. В июне 2012 году тоже приобретал шину для машины, арендованной в ленинградском «Херце». Ленинградский «Херц» стоимость аренды уменьшил на стоимость и шины, и даже шиномонтажа. Так что не везде «Херц» такой херцовый, как в Иркутске.

Утром 15 сентября, сдав Nissan, улетел в Москву, где меня ждала другая машина, другая поездка, другие люди, другие события, включая арест на границе с Грузией. Повязали абхаские погранцы за невинные шалости и сдали в абхазский КГБ. Но это уже другая история.

Красиво. осень.

Street Storm:
Красиво.
И очень литературно и познавательно. Отличный трип. Спасибо

г. Новосибирск
Сообщений: 2007
вот это отчет! спасибо! давно мечтаю съездить в те края, но уж больно далеко=(
очень красивые фотографии!
UAZ Patriot TDi IVECO 2011
Toyota Voxy 4WD 2007

Екатеринбуг
Хороший отчёт с ещё более хорошими фотками. Вот только омрачает неуважительное отношение афтора к " косорукому автохламу", который заткнёт на порядок леворуких япошек и по качеству и по оснащению.
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

Комсомольск-на-Аму
Интересно и познавательно. Спасибо.
Закатать бы дураков в хорошие дороги!

Читать легко.Но у каждого есть свой выбор в жизни.Нравиться пусть берет.
Надо было брать Уазик) А не Пасфаиндер Японский.(Имхо)
Nissan Murano Z51
Civic EG9-B16А
Toyota Gaia- SXM10G.Автозапчасти на Японские,Корейские грузовики.
Мой отзыв: Honda Integra 1990

Комсомольск-на-Аму
Возьму несколько фотографий в колекцию если вы не возражаете?
Закатать бы дураков в хорошие дороги!

Cпасибо за рассказ. Здорово прокатились.

иркутск
Легко читается! Интересно.

Впечатлило! Особенно часть отчета после Байкала. Уважаю.
Но ездить в такие дальние края на арендной машине как-то странно...
drive2.ru/users/allex626
Mitsubishi Pajero Sport 2008, 4M41, МКПП (32", +4 см)
Opel Corsa D 2012

Уссурийск--->Минск
Мега отчет! Просмотрел пока только фотографии, читать буду вечером, под чай с лимонником, чтоб поглубже окунуться в рассказ. У меня много знакомых дальнобойщиков ездят в те края, много рассказывают, но не показывают, работа у них, нет времени на фотки. А у вас нашлось на все. Тоже всегда тянуло в такие места. Молодцы, эксклюзивный отчет.

Хорошо продуманный очень интересный маршрут, с юмором легко написан отчет, зачетные фотографии.

Спасибо большое! Здорово!!! Очень здорово, толково и красиво! Фото качественные и интересные! Поскольку я сам жил в Усть-Нере, неоднократно по этой дороге ездил в Магадан, а также и в Якутск, то как-будто сам побывал заново в тех замечательных, красивых, но суровых краях.
Ну, а заодно, позволю некоторое уточнение в цитате из текста: "За 40 км до Усть-Неры начинается живописный Омчанский перевал." Перевал называется ОЛЬЧАНСКИЙ.
Еще раз большое спасибо, особенно за фото.
Honda CR-V (I) - была
Honda CR-V (III) - сейчас

Познавательно,и красиво!!!
Спасибо!!!
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))

«Rangers lead the way!» — «All the way, sir!» - запишу в блокнот )

Букфы не перепутай.

Супер!

Я когда был в Днепровском наткнулся на строение с ямой заполненой консервными банками из под американской говяжей тушенки.Там эти банки разворичивали и делали из них что-то типа черепицы,и не смотря что это было в 90-ые металл банок не был ржавый и полиграфия хорошо читаемая.Еще был озадачен полем утыканым деревянными столбиками с болтающимися на проволке жестяными табличками на которых были выбиты буквенно цифровые коды(типа г 4645) думал это кладбище...
Мой отзыв: Toyota Estima 2001

Ну, ребята! Сильно!

Особенно льдинки-мудорезки понравились)

Evgen1971:
Отчет нормуль! ""Этот бедолага (фото ниже) гонит кусочек японского хлама из Владивостока в Якутск"" Что же ты не взял на прокат тазообразное (имхо)
Да в этом автор выморозил.

Спасибо за интересный рассказ!
TOYOTA COROLLA FIELDER X 1NZ-FE 2002
TOYOTA COROLLA FIELDER 1NZ-FE 2008

Офигенно!!! Читал, не оторваться! На работу опоздал. Спасибо за
фото, очень познавательно!

Хер цу презрение, барыги.
Когда перевыборы модератора грузовой ветки???

Евгений-55:
Спасибо большое! Здорово!!! Очень здорово, толково и красиво!... позволю некоторое уточнение в цитате из текста: "За 40 км до Усть-Неры начинается живописный Омчанский перевал." Перевал называется ОЛЬЧАНСКИЙ.
Еще раз большое спасибо, особенно за фото.
Спасибо за поправку. При написании отчёта не сверился с дорожными записями. На память понадеялся.

Отличное путешествие - было очень интересно читать и смотреть фотографии! Так держать!

Есть практический вопрос про стоимость аренды Херц в Иркутске на 25 дней. Можно поподробнее расписать все расходы (от аренды до стоимости всех покупок) и какая страховка была включена (вопрос про правила компании о возможности движения по грунтовым дорогам и покрытие КАСКО, если машина была бы затоталена из-за ДТП на грунтовке (не дай Бог, но все же лучше заранее знать.). Если есть финальный receipt будет здорово увидеть скан. Также интересует, бронировали по карте или предоплата не нужна (бронируете, а потом на месте платите). Заранее спасибо за подробный ответ!

Сообщений: 12077
супер!
автор молодец! корни свои нужно знать и помнить.
сам в шоке

подмосковье
Очень интересный рассказ. Спасибо! И фотографии очень понравились!
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2010

интересно, и спасибо за фотографии.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

Отличный отзыв! Сам родом из Усть-Неры, 18 лет там прожил. На фото узнал 2-х "Усть-Нерок"))) Спасибо за фото.

colya:
Согласен. В натуре заткнёт.

Хайфа
От эт-та было круто! Отличный отчет! Отличные фотографии!
убежденный космополит
не где небыл не чево нивидел не чево незнаю езьдю тока по асвальту

цинично про дацан написал. да и думал наверное также. вот тебя херц и наказал
Продам Ipsum ACM21 2001 240 i целиком или на запчасти: кузовщина, салон, подвеска, ДВС, коробка.

Профессиональным журналистам неплохо бы поучиться. Отличный рассках, отличные фото.
Овощи - не еда, это то, что едят с едой!
Мои отзывы: Peugeot 206 2006, Toyota Cynos 1998

Заполярный
Потрясающее путешествие! Очень интересно читать! Спасибо!

49R

49 / 54
Классный отчет, бюджет конечно впечатляет , а еще это первая поездка на обычной прокатной машине ( не особо подготовленной ) в Магадан!!!!!!!!!
фото отличные.
только 5
Родину люблю, а государство наше в топку.
O kurwa!!!!!!!!!!!!!

Спасибо вам за потрясающее повествование вашей поездки, которая не каждому по силам.

Здорово!

Побывал бы в тех краях проездом!

Токо про пруль слишком жестко написали - лишнее это. Итак срачей достаточно разводится по этой теме - а люди ездили и ездить будут. Я и сам- токо на пруле.

Про могилку девочки прочитал - аж прослезился. Надо было игрушку или конфетку оставить(возможно у Вас не было с собой)...

Заброшеные лагеря - тоже навевают сразу поток мыслей... Как люди там жили? Как работали? 10... 15... 20 лет...

Заброшеные города... Обязательно хочу побывать в таком месте - наверное там особая энергетика - действительно как на кладбище... можно поразмышлять о том как невечно и зыбко все созданное человеком...

Впечатлился вобщем...

А насчет колес: старые бы в багажник закинули а в Иркутске обули на место, а комплект новых скинули бы по бырому в Иркутске в полцены или просто подарили первому встречному(на крайняк) но все бы этих п...ров не кормили с "Херца"

З.Ы. Усть-Нерки и впрямь симпатявые...

Evgen1971:
Всем обладателям праворульных железных коней, особенно тем, кто слишком серьёзно воспринимает несерьёзный стиль повествования: "Извиняюсь за непреднамеренные обиды."
Все машины хороши - выбирай на вкус!
Историческая справка: в 2007 году по ещё грунтовому "Амуру" ехали с североамериканским другом во Владивосток. Навстречу колонны "японок". От них пыль, камни в стекло. Вот мой товарищ и выразился, опять же без злобы, шутки ради: "Oh, these pieces of Japanese junk!". В дословном переводе с американского означает: "Ох, вы кусочки японского хлама!". С тех пор пошло среди меня гулять это выражение.
Обещаю больше в отчётах не употреблять.
Ешё одна справка: и проживал, и бывал, и работал, и достаточно много водил автомобиль в странах с правым рулём и левосторонним движением. Приятнейшее занятие. Напишу как-нибудь об этом. Например, в Англии работал и имел в распоряжении Rover ещё при коммунизме, когда слова "иномарка" не существовало. Вот это был опыт!

Bluetrack:
Все машины хороши - выбирай на вкус!
вот с этого и надо было начинать. А то как-то не по патриотически получается, называть хламом то, что сохраняет жизнь вашим согражданам, в то время как леворульная продукция за эти деньги в лучшем случае будет в 2 раза старше, а в худшем просто общественно опасный набор металлических деталей
С 1 января ЭРА-ГЛОНАСС ЗАКРЫЛА ВВОЗ ИНОМАРОК. БУДЕМ МОЛЧАТЬ???

Zizer:
Не видел банок. И столбиков не видел, хотя предполагал, что они должны быть. Не всю территоррию обошёл. Придётся вернуться.

ampermetr:
Значит, помирились.

Путешествие прекрасное. Слог тоже великолепен.
Однако автор не гибок во взглядах и суждениях, не везде уместны московские мерки. Возможно эта же черта и сыграла с ним злую шутку когда повязали горячие абхазские погранцы. Это в Сибири народ спокойный и свысока смотрит на столичный снобизм, а в южных республиках церемониться не станут, сразу в зиндан.
Lancaster 6 VDC, 2000
Автопутешествия и туризм - https://402km.ru

Интересно 5+!

При упоминании про японский хлам возникло отвр....... читать не стал .

очень интересно
Адвокат.
Мой отзыв: Toyota Corolla Fielder 2007

насчет "японского автохлама" автор явно "перегнул палку" и оскорбил многих читателей. Надо бы извиниться
Адвокат.

Прочитать было очень интересно и познавательно. Только про кусочки японского автохлама перегнули палку...
Мои отзывы: Mazda Axela 2009, Suzuki Swift 2005

Да ладно вам, разобрались уже с "хламом" и помирились с автором.
А написано действително хорошо и фото красивые.
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион

хабаровск
КРУТО респект !!!

Сковородино
офигенно

Полста четыре
Круто!

автор же извинился за автохлам, что накинулись, за поездку и отчет только ПЯТЬ

Сначала смотрела только красивые фото,к середине отчета с увлечением читала.Очень понравилось,с юмором и познавательно.Спасибо за интересное начало дня :)))

и сколько в итоге км получилось из иркутска до ГУЛАГа и обратно?

действительно - ещё и японское, как будто у них никогда не было брака в производстве, миллионных отзывов по всему миру; да и русским они будто бы лучшие друзья

отряд 731 уже забыли?
«Мы считали, что “бревна” — не люди, что они даже ниже скотов. Все испытуемые: китайские пленные, корейцы, американцы, русские и австралийцы - считались мёртвыми брёвнами."

Makszed:
что за люди, за кусок железа глотку перегрызть готовы
+100500! Как буд-то это не железяка а мать родная. Кому-то нравится поп, а кому-то попадья:) Глупо устраивать бурление фекалий из-за того, что кто-то назвал прули или ТАЗы или еще что-нибудь куском чермета.

А по теме: путешествие великолепное, сам съездил бы с удовольствием! Автору +5
Мой отзыв: Opel Astra 2010

Regensburg
Суровый край...

А дальше-то что?!Окончание интригующее.

ульяновск
Спасибо ,как дома побывал,знакомые места.Хочу на тазе-10м пройти ,манит,маниииит.

комсомольск на амуре
да хватит вам ребята сорится пруль не пруль автор молодец 5+++++++++ читать приятно был я в тех местах гонял машины в Якутск смотрел на фото и вспоминал здорово пиши
VPN

Самый лучший город
спасибо ,,очень красочно и здорова сам жил в Магадане ,,настальгия по Колыме,,,
где не погода

Спасибо, с удовольствием прочитал Ваш отчет!У Вас батенька талант к писательству ,не каждый журналист так сможет описать и донести до читателя те события которые произошли с Вами во время путешествия.Великолепные фотографии в полном объеме дополняют текст, и позволяют читателю временно перенестись на пройденный Вами маршрут. Пишите еще обязательно!

225 вроде как ширина резины и как из-за разности ширины колес она может влиять на работу трансмиссии (упирается и шумит)? Ладно бы диаметр колеса другой, то согласился бы.

Красивые фотки и рассказ интересный молодец. Но с высказываниями автохлам поосторожней.

Офигенно, сурово и красиво
Необычный подарок ребёнку www.skazkavpodarok.ru

Киев
Отличное путешествие! Отличный рассказ! Отличные фотографии!

Порт пяти морей.
Мощный отчет.
Только вот мысли невеселые он навевает.
Мда. Гордиться то нечем. Всё *******и, буквально всё. Ни промышленности, ни культуры, ни медицины, ни образования. Одни недра и торговля. Расея, блин. Посмешище для всего мира. Про мёртвых не помним, про живых забыли. Больные дети стали разменной монетой политиков. Клопы чесоточные, когда ж они насосутся то?
Мишка меченый, Борька алкаш и прочие, чтоб вас черти в аду жарили вечно.
Автору спасибо за масштабный рассказ и фотографии.
Хрен, положенный на мнение окружающих, гарантирует спокойную и счастливую жизнь. Ф.Г. Раневская.

Приамурье
Захватывает! Спасибо за рассказ

Если не секрет. почем херц партфиндера дал? Я на этот НГ плевалась на безвестную иркутскую конторку за 2000 в сутки за обшарпанную переднеприводную королку. Типа "2006 г. в.!". У них на НГ тупо не было ничего лучше. А как херц? Он же дико дорог. На крите-кипре мы его за это забанили. И всеравно прочитали кучу отчетов счастливцев, нашедших машины еще дешевле, чем мы.
На прошлый НГ иркутский рентакар вообще нас кинул - машину нам нашли уже после того, как мы отчаялись, и друзья наших родственников сжалились над нами и дали нам легасик покататься.

Пыджик:
Неплохой расказик, только набил бы я тебе лицо за такие вот фразы - "Встречаются и не очень твёрдые участки дороги. Ещё не утрамбованные. Этот бедолага (фото ниже) гонит кусочек японского хлама из Владивостока в Якутск".Развелось умников, сиди себе в своей Пердяевке и ездий на русском хламе,
Он принёс уже извинения успокойся .

Makszed:
что за люди, за кусок железа глотку перегрызть готовы
вот такие люди замечу не в меру возбудимые.

г Петровск-Забайка
По пути до Читы можно полюбоваться излучинами реки Ингоды. А c противоположной стороны, на пригорке стоит незамысловатый памятник строителям дороги Улан-Удэ — Чита: списанный трудяга-бульдозер на постаменте.
Эта река называется Хилок.
Jeep Grand Cherokee Overland 2004
Terrano RR-50 QD32Eti 1996г был

Прокатились хорошо, Зачот..))

Спасибо за отчет, здорово. Сколько же в этих ...Лагах людей перебывало? И каких? Был в музее Карлага с. Долинка Карагандинской обл. был поражен, что проект канала Иртыш-Караганда с тех времен. И многое другое, чем можно было гордится, было сделано руками и головами заключенных. Только в истории ни гугу.
Еще раз спасибо за отчет м великолепные фото.

Прожила в Сусумане пол года..................первый муж военный по распределению попал туда...............много лет прошло.................... заново пережила весь ужас своего не долгого проживания там.................... аж сердце закололо..................... сейчас ни за какие деньги туда не хочу.......................... а за отчёт 5...................... но Магадан и Сусуман-это полная %опа..............вспоминаю с содроганием................... .как долго мне ещё снились кошмары после возращения в родной Краснодар.
Что такое счастье?!Проще не ответить!?Счастье есть у каждого,у кого есть дети.

Автору мегареспект.Зачитался аж:)))Как будто сам ещё раз проехал))5+
ЗЫ_Возле Черкёха есть ещё и могила Суоруна Омоллона,с часовней ,её с трассы видно.В следующий раз сфотографируйте обязательно:)))

)))))))Ага,здоровается ещё))
Он умер в 1927 году.И выносят его из усыпальницы несколько раз в году в ящике.Статуя,конечно.

вся классно описал

Да уж про хлам цепляет, просто у человека какие есть деньги на те он и покупает машину, а хлам не хлам все очень относительно в этом мире, так к слову, отчет очень замечателен я и не знал что такая красота прям под боком, надо ехать однако

Суровый К Р А Й !
Очень позновательно Пиши ещееееееееееееееееееее!!!

Отличный отчет, отличные фото, молодцы, это не на юга скататься. Подскажите какую фотокамеру использовали?.
Мой отзыв: Лада Гранта 2012

Где то за Уралом
Красиво - супер !!!
Хонды не чинят -хонды обслуживают .

И очень литературно и познавательно. Отличный трип. Спасибо
Спасибо всем за комментарии. И положительные, и отрицательные.

бокин:
Возьму несколько фотографий в колекцию если вы не возражаете?
Берите.

150° 47' 27"E, 59° 34' 17"N
Иванова Мария:
Спасибо вам за добрые слова, милый человек. Благодарные жители Магадана.
Про венерические заболевания:

Темон:
Так диаметр и будет другим, так как высота, а это (50,55,60 и т.д.) это процент от ширины.

Замечательно описано, познавательно, вряд ли самому прийдётся всё своими глазами
увидеть, так хоть, благодаря Вам посмотрели: что и как.

Михаил, с нетерпением буду ждать рассказ о поездке в Грузию.
Был там три года по делам-коммандировкам, грузинский народ
уважаю и люблю, мечтаю о посиделках за столом с их тостами
и фольклёром.
AIR-S 3л. 4WD.

Zodiac:
Спасибо вам за добрые слова, милый человек. Благодарные жители Магадана.
Ну после Краснодара, странно былобы если мнение о Сусумане и Магадане сложилось у девушки иным

После Артыка-мост через Бурустях-клдбище на горе- помню эти же могилы и что памятник Петру Емельяновичу "прибыл на Колыму..." самый большой и лучше всех сохранившийся-причем деревянный! Видать уважаемый был человек. И мне кажется что там была еще могила с фамилией Герлих. А направо от моста кстати недлеко прииск Победа". И еще-сложилось тогда впечтление что часть холма с кладбищем была просто срыта,может быть при строительстве моста. А вообще от посещения тех мест остались грустные и красивые воспоминания.

РОССИЯ
"Японский хлам"
Ну не может среднестатистический москвич без понтов и распальцовки.
В целом отчет понравился, но некоторые пренебрежительные высказывания оставили неприятный осадок.

весчь)))понравилось+5
В России две беды:одну худо бедно делают!Другую не переделать!

Какая же яркая осень на северах. Спасибо .

Ocean2Ocean:
Про аренду. Если дадите электронный адрес, попрошу жену отсканировать договор аренды и прочие бумаги. Пришлю. Сам я сейчас на вахте в тундре.
Другие вопросы тоже лучше через личный ящик.
Бронь по телефону безо всяких карточек. Позвонил за месяц. Конкретно эта машина 4940 рубдень. Когда забирал сразу сняли 123400 (24 дня аренды) и 30000 заморозили на карточке на случай компенсации мелких повреждений. Потом их сняли за бампер. Страховка от угона и ДТП. Должно так быть. Везде так у Херца в России. И ОСАГО, конечно. Отдельно про грунтовку никогда ничего не слышал. Недостаток есть у меня: не читаю полностью договора и прочее.

Почему везде пользуюсь Херцем: 1) Нет ограничения пробега.
2) Машины всегда попадались хорошие и подготовленые. (Мелкие, исправимые недостатки не в счёт)
3) Разрешают выезжать за границу (в некоторые пограничные государства).
4) Персонал вежливый.
5) Брал в Москве, можно было вернуть в Тольятти.
6) Понесённые расходы ранее засчитывались в счёт аренды.
Бампер ладно. Действительно сломался. А вот колёса могли бы засчитать. Два совсем новых. Два только 5000+км прошли. Всё равно им достались. Надеюсь, поставят на машину. Пусть другие клиенты попользуются.
В Иркутске Херц недавно образовался. Возможно, болезнь роста. В принципе, спасибо им, что открыли офис, а то бы долго в те места не попал.
Ещё расходы: солярка около 40000 на около 13000 км пробега.
Гостиница "Полярная звезда" в Якутске кажись 5100 за ночь (есть и дешевле гостиницы, но мест не было) в Магадане "ВМ-Центр" 3600. Остальные цифры есть в тексте. В машине большинство ночей провели. Вполне комфортно.

Читал и ваши отчёты. Молодцы, ребята. Австралию по периметру давно планирую с заездом в центр Большой австралийской пустыни. По америкам и кое-каким европам ещё в доцифровую эпоху успел прокатиться. Напишу как-нибудь. Были интересные моменты.

Автору зачёт! Про ольчанский не простительно он у нас в стране один такой! на фото с погрузчиком не драга, а простой промывочный миниприбор. А вообще Оймяконский район весь в лагерях вдоль Индигирки. Останки людей на виду лежат под одним слоем камней. Природа самая красивая потому что хребет Черского проходит.Самый высокий в мире. 20лет там прожил. Ни где такой красоты больше нету! Усть-нере привет! Юбилейному слава!

Копия, конечно.

Evaa:
Херц надёжней. Ответ смотрите выше.

igor55blek:
Довольно простая камера. Panasonic DMC-FZ28 LUMIX. Цвета можно немного компьютером подправлять, только не перебарщивать, а то неестественно ярко будут фотографии выглядеть.

Viktor4555:
увидеть, так хоть, благодаря Вам посмотрели: что и как.
Михаил, с нетерпением буду ждать рассказ о поездке в Грузию.
Был там три года по делам-коммандировкам, грузинский народ
уважаю и люблю, мечтаю о посиделках за столом с их тостами
и фольклёром.
Спасибо за помощь в шинном вопросе.
Про Грузию вряд ли чего напишу. Был там в 1969 году и не на машине. Прав ещё не было.
В этом году побывал только на границе Абхазии и Грузии. Со стороны Абхазии. Про Абхазию напишу попозже. Кто из нас до 1991 года отличал абхазов от грузин? Все были грузинами гостеприимными и весёлыми.
Пока можете посмотреть отчёт про Колумбию. На подходе весьма весёленький рассказик про не очень давнюю европейскую поездку.

slitok:
Спасибо. Уже кое-что написал. См. Колумбия. Кое-что на подходе.

Щёлково, Моск.обл.
Ого... Спасибо!

[quote=Bluetrack]Берите.[/quot e]

Анапа
круто сам переехал на юг но ностальгия по северам особенно после таких рассказов мучает. Пиши еще очень увлекательно
ML350- Touareg V8-BMW X3
TTS

спасибо, прочитал с удовольствием. Только называть Днепровский Гулагом (Государственное Управление ЛАГерей) не правильно
________________

...родные места. Прожили в Сарылахе 17 лет. Жалко смотреть.
Отцы, деды строили, здоровья своё гробили, сколько смертей на этих шахтах....
Всё власть развалила......эх....
Мой отзыв: Volkswagen Polo 2010

"Кусочек японского хлама" ,раз так ехал бы к нам в Якутию на своем УАЗ-е патриоте (понял что автор из Ульяновска)

Cусуман
Про хлам конечно смешно,только на него посмотреть надо было в Тольяти непосредственно на завод экскурсию новозеландцу устроить,да и жене тож.А так очень неплохо,по моему нику понятно откуда я.И памятник Бен Ладену улыбнул я из окна дома его вижу и сейчас))))В целом офигеть проехали путь-уважения достоен.
Мой отзыв: Nissan Safari 1992

один из немногих))интересных и грамотно иллюстрированных рассказов - путешествий на дроме))имхо
Двери противопожарные ДПМ

Башкирия
Андрей Сусуман:
ты сам то был на том заводе? Автор не обращение президента к народу писал, а свое видение описывал, как потом сказал, так американец говорил.
Отличный рассказ. И немного цинизма его только украшает)
мыши тупые они всегда поддакивают
Мой отзыв: Mazda 626 2001

Cусуман
Не на том заводе я не был,завод может и правда замечательный.И люди тоже наверное изумительные,но то что оттуда выходит ребята вы сами знаете.

Путешествие супер просто стиль своеобразный,а так всё отлично.
Мои отзывы: Kia Sportage 2011, Toyota Ipsum 2001

Очень интересный рассказ. Отличные фотографии. Честно говоря, фразы про японский хлам абсолютно не покробили. У каждого своё видение, да я и сам часто (восновном конечно в шутку) обзываю японки по всякому. Это не мешает мне ими пользоваться и ценить. Так что быдьте сами чуток попроще. В этих фразах я лично вижу больше юмора, чем высокомерия.
Конечно удобно взять в аренду машину. Но ей богу можно было тупо купить машину и отдать её перепродавцам в Магадане. Ей богу дешевле бы получилось, да и возвращатся обратно той же дорогой не пришлось бы. Хотя, конечно, если хочется дорогой и мощный автомобиль, то выгодность этого варианта сомнительна. И вообще если хочется экстрима, то надо было УАЗ-ик новый брать. То-то интересный был бы рассказ :))))
T. carib->T. corona wagon->T. vitz->T. caldina 4wd
сейчас Subaru traviq+Suzuki escudo

Круто!!! Прочитал на одном дыхании! Кстати, бампер прикрутили новый, машин на "Кузьмихе" стоит. Автор пиши еще!!!

Анжеро-Сити
прочитал всё, хороший отзыв. Завидую людям которые могут бросить всё и потратить средства на путешествие, не купив очередную "очень нужную" вещь просидеть дома весь отпуск.

Жесть конечно.... наша страна не перестает удивлять!

Путешествие на +10000.. это круто.. смотря фото дух захватывает...!
Мой отзыв: Hyundai Solaris 2013

Зачет , все в цвет .

Dinya82:
цинично про дацан написал. да и думал наверное также. вот тебя херц и наказал
Будда наказал руками Херца.
Сказано: " Пошлю мстителя" Сие надо понимать так: не богом отнимается жизнь человека, но по воле его рукой человека.

Славная поездка, тоже как нибудь туда соберусь.

екатеринбург
про яп автохлам минус....а так супер...сам бы туда сгонял

Автору - огромное спасибо за удовольствие доставленное прочтением отчета.
Отличные фото, отличный не скучный стиль повествования.
Посмотрел новые места.
Я люблю работу, она очаровывает меня. Я могу сидеть и смотреть на неё часами!!!

Занимательная история! Спасибо! Понравился перевод с русского на английский и наоборот))).
пы. сы. В Томске тоже TSUM есть, весь город ржал, когда вывеску повесили. Так до сих пор и весит))
Каких феев заказывали, такие и фокусы будут
F**K Роснефти и Газпрому. Езжу на электричестве.

Отличные фото, молодцы!

Магнитогорск
Автор напутал также с прижимами:
-тот, кторый назвал "Черным", на самом деле вообще никакой не прижим, а так узкая дорога вдоль скалы. Вот эту самую скалу мы "убирали", чтобы расширить дорогу и станки буровые на заднем плане наши (в это самое время я как раз там находился))));
-тот, который назвал "серо-коричневым", на самом деле и есть "черный прижим";
-ну а с "желтым" все верно.
Пять за путешествие и фото!

Отчет великолепный, фото - тоже, особенно усть-нерки. В споре по железу не участвовал, так - как из двоих спорящих не правы оба. Все здорово, удачи в поездках.

Братск, Иркутская область.
Вот это я понимаю путешествие!!!
Фотки шикарные + Великолепный текст и юмор.
Аффтору только 5++

Мда...И вот нельзя было отчет пораньше выложить??? А то мы на Новый Год с Хабаровска в Томтор и Оймякон прокатились, так сейчас с разных отчетов выясняется, что многие интересные места просто пролетели мимо...
Хотя...теперь я точно хочу прокатиться по этой дороге (до Магадана) летом(весной или осенью), чтоб все увидеть.
Отчет отличный!!!
УАЗ-Патриот, 2011, его зовут Пижон (35"-е докатки, лабутены), паркетник в полном гламуре

kms / khurba
Автору +5 !
. . . в Магадан ехали даже без ремкомплекта для резины и компрессора?

Просто класс,пишите еще:)

краснодар
Очччч интересно. +5

Прочитал, классный отчет, только вот какие мысли пришли. Тот человек который назвал японский автопром хламом, из-за чего? Была ситуация когда летела японка разбрасывая камни и не обращая внимания на окружающих, так не машина летела а человек который сидел за рулем. Не завод машины выпускает а люди их делают. Русские люди управляют машинами и делают машины. Вобщем виноваты все вокруг но не мы. Завод который делает плохие машины, компьютер который не првильно цифры в зарплате считает (умнейшая отговорка наших бухгалтеров).

Джебарики-Хая,Якт14
Гостиница "Полярная звезда" в Якутске кажись 5100 за ночь *****Есть нормальные гостиницы,500р/место,на двоих+машина-1100,ты б сначала на форуме написал,посоветовали бы..

Спасск-Дальний
а вот про 20 мая и снег и без листочков это явно перегиб, прожил почти 20 лет в иркутске а ни разу не видел мая такого, он конечно не южный город, но и не настолько северный, чтобы так холодно в мае было :)

РОССИЯ
tuzek:
Отличный рассказ. И немного цинизма его только украшает)
А у нас американцы это истина в последней инстанции?
Если это доставляет удовольствие можно конечно заглядывать им в рот и благоговеть.
У меня машина "слегка" подороже будет Nissan Pathfinder, но не было даже мысли праворукие японки называть хламом. При том, что многие владельцы таких машин воспринимают это как оскорбление.

Новосибирск.
Поездка , класс, но описание с не которым, пренебрижением к людям, которые вас окружали, которые живут и вас "Графьёфь" кормят, содержат и платят, "Москоу рашен барин", проще надо быть и уважительней к людям, за счёт которых вы в Москов-Сити процветаете, это не я сказал это обычный закон природы, если где то прибыло, значит где то убыло, да и по поводу офицерства, не надо, настоящие офицеры, так не напишут и не когда не скажут, это я как офицер вам говорю, но обидеть не хотел, поездка очень интересная и познавательная, но только больше уважения к людям, которые вас окружают.
Удачи и терпения!!!
Мой отзыв: Chevrolet Orlando 2011

Planet Earth
Неприятное лицо у автора, если в советское время за кордоном работал, то наверняка особист, да и написано с некоторым пренебрежением ко всему и вся...

Да уж,забугорный друг тоже на русский авось понадеялся?! На убитой резине по такой дороге...И за новой потом лишних километров больше тысячи получилось! Нехилый крюк! В тех краях больше 20 лет прожил,все знакомо. Прочитал с удовольствием,спасибо! ЗЫ. резину этим упырям я бы не оставил!
Не осуждайте меня за то, что и сами бы сделали с удовольствием

рассказ очень понравился, фото классные. Внесу и я свою небольшую поправочку. У вас на фото золото моет не драга. Это пром прибор.
Снова на коне. Х-Трэйл.

Красота необыкновенная, смотрю, читаю, как бы увидеть все это мечтаю.
Единственное по-настоящему честное СМИ в России - это видеорегистратор ))

Отчёт конечно не плохой и фотки зачётные, но за Уралом тоже люди живут и уважать их менталитет необходимо!

Башкирия
hice1:
А у нас американцы это истина в последней инстанции?
Я думаю, любой человек может себе позволить называть вещи своими именами, не важно, американец это (хотя, если он оказался на тех дорогах, то заслуживает уважения), автор (пять прыжков на северный полюс - незаурядность, как минимум) или владелец той праворульки. А оскорбляться на это - дело личное.
И конечно же не американцы истина в последней инстанции, а японцы)
мыши тупые они всегда поддакивают

ессентуки
А про высадку на полюс поподробней можно ?!
Free Biker

Очень здорово! Фото супер)
КАМАЗ
Мой отзыв: Лада Калина 2010

Как мало я знал о родной стране оказывается! Тёща в якутии живёт летом с женой поеду обязательно на машине! Тс респект вам красивый рассказ и фото зачёт молодцы! Удачи вам!!!
Больше , чем Лада Калина ломается только
девушка на первом свидании .

Oмск
Внушительный список...

Отличный отзыв! Фотографии - супер!!!

Ждем следующего рассказа. Про неудачный переход ГГ и застенки абхазского КГБ )))

TTS:
Главное Управление ЛАГерей
Y60.TD42, МКПП...экспедиционный почти сток
Мой отзыв: Nissan Terrano 1993

усть-нера
Нормальный отзыв. Сам живу в Усть-Нере, трасса Якутск Магадан как родная. Друзья с Магадана путешествовали по этим лагерным местам, впечатлений осталось много, фотки практически такие же. А о полюсе холода можно было и побольше написать и фоток выложить, осенью у нас так красиво!!!.

Отличный отчет, с удовольствием ознакомился и проникся обстановкой окружающей автора. В комментарии к последней фотографии в данном отчете необходимо поправить "в селе Покровское" на "в селе Посольское".

Насчет ЦУМа, назвали TSUM, видать потому что CUM, по-английски звучит не очень хорошо, а вернее "кончить"))))).
Mazda Premacy FA, 1.8 FP-DE, CP8W, FF, 1999. с мая 2011.
Коплю денег на новый кузов)))

}{абаровск
kort:
Путешествие прекрасное. Слог тоже великолепен.
одно слово "военный"
рама на форвард с гтд,двигатель 6НК1-т в разбор

Темон:
Диаметр колеса зависит от ширины так как высота шины берется в процентах от ширины, 225/60 r17 и 255/60 r17, 60% от 225 меньше чем 60% от 255, ПОНЯТНО!

Отчет просто супер! Фотки поселков нужно прикладывать к программе развитие села, достижения "Едрососов".

Ребята,вы большие молодцы..вот так надо путешевствовать..И пишите интересно.Спасибо

С удовольствием прочитал!
Honda Stream, 2006 RN6 R18A

Троицкосавскъ
конский ценник у херца.
наверняка в тех же штатах за такой же аппарат можно было бы в 2 раза дешевле вырулить со скидками...
Никогда ещё не встречал столько e-планов на одном форуме (с)

Троицкосавскъ
на последнем фото не Покровское, а село Посольское!

туда ехал - нормально назвал, на обратном пути вдруг Покровским обозвал.
Так отчёты о путешествиях не пишутся - зачем местных обижать ошибками?

В целом классный отчётец. Готовлюсь в экспедицию до Магадана и Камчатки.
Никогда ещё не встречал столько e-планов на одном форуме (с)

>>>>Праворукий японский автохлам использует либо 265, либо 225
В мозгу автора автохлам...

Железногорск - КМА
Читал два раза ! Очень влечатлило ! Аатору респект !

Для полноты путешествия нужно было возвращаться по БАМу через Братск.
На мосту с Камазом не разъехался, потому что на дорогах Севера правила написаны не в кабинете.
Про праворукий автохлам все правильно. Не писать же "Качественное поддержанное авто из Японии после ремонта и сборки в автосервисах Приморского Края"
Мой отзыв: Subaru Outback 2004

Дмитров
Просто класс! Путешествие - 5, рассказ - 5, фото - 5, юмор - 5+! Пишите больше, путешествуйте чаще. На чудаков, на букву "м", внимания не обращайте!
P.S. Всем обиженным - больше читайте, не смотрите телевизор! Способствует расширению кругозора и смягчению оценок действительности. Не надо ругать автора за его объективность - что вижу, то пою! Быдло на камазе, не соблюдающее правил, хотя автор его и не называет своим именем, обозвало снобом, житель Тынды, вместо извинений за убогость своего города и немедленной готовностью подмести улицы, тоже ругается по чём зря. То, что купленная резина оставлена на машине, "что бы другие ездили нормально", конечно, верх снобизма! Профессор Преображенский говаривал так:"Если пролетарий займётся чисткой сараев, прямым своим делом, то разруха исчезнет сама собой." Ребята, читайте и работайте и всё будет хорошо!

Магадан - Евпатория
Zizer:
Правильно думал, это кладбище зэков. Их хоронили не с Ф.И.О. а с номерами. В 2010-м на этом кладбище крест поставили и освятили.
Ниссан-Сафари-60 ТД-42 МКП был... А теперь Форд-Мондео 2,5 турбо.

Магадан-Хабаровск
Очень замечательный отзыв о поездке, да еще и с таким количеством замечательный фотографий все 100 баллов )))!!!!

В 1987 мне было 15 лет,и с родителями перегоняли нашу Шестерочку ВАЗ 2106 из Ростова-на-Дону на пр.Штурмовой Ягоднинского р-она Магаданской обл..Вообщем в дороге тогда провели месяц,из них две недели шли баржой из Ускута до Хандыги.Всю остальную дорогу прошли своим ходом,спали в машине..Как это было интересно и романтично,память не дает забыть те волнующие моменты.Были В дороге в это же время года,насколько я помню с 8 августа по 6 сентября..А спустя пять лет,отец один по зимнику в апреле-мае месяце гнал Шестерочку уже обратно на юг,к постоянному месту жительства..Вообщем очень интересный и красивый отчет вашей поездки.!!!
Одик 2003г. Abssolute RA6 F23A ГБО-4 "Ловато".

Shali:
Автору +5 !
. . . в Магадан ехали даже без ремкомплекта для резины и компрессора?
так ты и ничего и не понял! у автора с баблом все в порядке.зачем ему подготавливать маш.перед дальней поездкой. для него эта поездка.так .детский сад-ясельки. типа сгонять москва-анапа. случись что-за ним прилетит вертолет и отстегнет сколь надо. а нытье про херцев - бампер - колеса ну это как-то не серьезно - автор! ты за свою жизнь много где побывал и что видел. фото 5! за рассказ ..... как-то все простенько и легко.

Всё понравилось, кроме излишнего ёрничанья , особенно про ГУЛАГ. Ваш родственник, жертва ГУЛАГа, этому не оправданье. Шаламовым, ещё в 1989 г. потрясён.

Курск.Магаданская
Родина,спасибо

Неоднозначно по восприятию, но однозначно Уважение за труд!
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

пятигорск
при наличии стольких североамериканских друзей в прошлое время вам гарантированна отсидка там. и замечу что все сидели заслуженно кто от войны прятался взять жженого итд.страна кишила провокаторами .да простите меня в основном евреи там находились.
Мой отзыв: Porsche Cayenne 2004

артемm:
А остальные народы расстреливали.

классный рассказ,,, я в июле 2012г. ехал своим ходом на Магадан и просмотрев все эти фотки аж погрузился в свое пройденное путешествие. спасибо за рассказ и за воспаминания... http://DSC04403.JPG
пампасы это - Я
Мой отзыв: Toyota Land Cruiser 1997

фотка ек получилась ... вот --
пампасы это - Я

55 -Омск
Прекрасный маршрут, очень интересный и запоминающийся. Надо помнить благодаря кому и чему мы можем там побывать!
лагеря -это конечно не хорошо и даже обидно когда несправедливо там оказались люди. Но не многие были безвинны там. Мой прадед получил 3 года, за недостачу складских вроде даже пустых мешков. Потом была война и прадед пропал без вести. Конечно суровое наказание! Прискорбный факт, но тем не менее из моих близких никто не озлобился. Может понимали суровость того времени и не от страха совсем.... и в основном своем большинстве весь простой люд относился также. Это только у псевдоинтеллигентности принято кричать и бить в грудь о невинности и жестокости того времени. Мол, не давали жить так как хотелось им в не зависимости от интересов всей страны "каждый сам за себя..."
Расстояние не так страшно, когда оно в километрах Земли ....

Прожил в Магадане 20 лет, отец прошел всю Колыму с рюкзаком за плечами геологом в 70-80 (царство ему небесное). Все узнаваемо, сурово красиво. После прочтения хочется туда тоже поехать на машинке. Автор пиши еще.
Хорошо там, где есть я...

нижневартовск
"Я вам расскажу про то что будет, вам такие приоткрою дали! Пусть меня историки осудят за непонимание спирали." В.С.Высоцкий
Я каждый раз хочу отсюда, сбежать куда-нибудь туда!

Фух,осилил,молодцы!!!

Прочитал с удовольствием.
Получился очень познавательный и интересный рассказ.
Есть конечно перегибы в "литературных" высказываниях, но в целом всё замечательно.
Удачных Вам путешествиях и пишите больше...........
Куплю Наш Автомобиль, когда его захочется, не потому что он дешевле, а потому что он лучше.

ВЛК-ХБР
Спасибо! Фото и содержание- супер!!!

Здорово!
Впечатлился вобщем...
З.Ы. Усть-Нерки и впрямь симпатявые...
Спасибо за отзыв. Про колёса. Не стал вредничать. В Херце тоже люди. Пусть пользуются.

Автор - молодец! Из тех путешествий, что сам не совершишь, так хоть почитать и фотки посмотреть. Язык живой, фотки по делу - супер!

отзыв отличный и очень интересный. Поменьше бы сарказма ну и про "праворукий хлам" тоже убило.
Мой отзыв: Chevrolet Camaro 2015

GeorgeU:
на последнем фото не Покровское, а село Посольское!
туда ехал - нормально назвал, на обратном пути вдруг Покровским обозвал.
Так отчёты о путешествиях не пишутся - зачем местных обижать ошибками?
В целом классный отчётец. Готовлюсь в экспедицию до Магадана и Камчатки.
Опечатка вышла. Три месяца отчёт составлял. Устал.

Merlin13:
Эта река называется Хилок.
Спасибо за поправку. Неправильно соориентировался по карте. Ингода уже после этого места вдоль дороги течёт.
Столько горных речек по дороге! ну надо было по ловить чего-нибудь!!!

Темон:
и сколько в итоге км получилось из иркутска до ГУЛАГа и обратно?
Почти 13000

abdulin252:
Спасибо. Значит, послужит ещё. В другой раз возьму его же и поеду в Бодайбо. Оторву передний.

Ian-74:
Отличный отзыв! Фотографии - супер!!!
Спасибо. Напишу обязательно попозже. Судя по отчётам про Абхазию, мало кто решается южнее Сухуми заехать и с большой дороги свернуть. А там во всей красе видно: "Ах, война, что ты, подлая, сделала"
Но сначала будет рассказ про европейскую поездку: Швейцария - Лихтенштейния - Италия - Сан-Мариния. Он уже готов. Скоро отправлю на публикацию. Тоже иронично-саркастичный. По-другому не получается.
На редкость грамотное и подробное описание. Спасибо, давно мечтаю съездить в Магадан, может, когда-нибудь и удастся.

Krasnodar
Жаль, фотографий п. Ягодного не сделал. До перестройки советские люди там жили достойно.
Скажите, ваш американец ездил для галочки? доложить своим, что опасаться пока нечего...
Могойтуй
Автор, отзыв нормальный, только, пренебрежительное отношение к вере, тем более к чужой, ни есть хорошо.

Благодаря Вам увидел много интересных мест,которые находятся не далеко от моего проживания.Я имею ввиду про дацаны.Хотелось бы воочию побывать в Магадане и лучше всего проехать на автомобиле.
Высшая и самая характерная черта нашего народа-это чувство справедливости и жажда ее.

Жуковский
Замечательный отчет! Благодаря ему, снова окунулся в лето 2012.
Датой публикации абсолютно не удивлен: сам только наполовину закончил отчет о летнем путешествии в Магадан.

kirill26es:
А про высадку на полюс поподробней можно ?!
Это отдельная история. Очень большая и интересная. Вкратце так: собирали по всему миру авантюрно мыслящих парашютистов, встречались в Москве, летели на Таймыр в Хатангу, оттуда на полюс, выпрыгивали, приземлялись, отмечали это дело и опять же через Таймыр возвращались в Москву.
Автомобили тоже участвовали. И на парашютах их туда сбрасывали, и на вертолёте привозили.
См. фото.

Спасибо! Очень познавательно.

Jcartur777:
В данном случае был новый зеландец. Он столько проехал по всему миру, что для его докладов отдельный архив потребуется.

молодцы все супер такое ощущение как будто я с вами там снова побывал большое вам спасибо от души.

Караганда
Никто еще не опроверг утверждение: Хочешь стать богатым - придумай свою религию! Ну, еще осталось вспомнить незабвенного Владимира Ильича - что он балакал на тему религиозную.
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства

Щёлково МО
Спасибо, все прочитал, поражен красотой своей малой Родины - Магаданской обл. Тянет, как нибудь тоже соберусь в этот путь! Про Е.Вяльбе интересный факт!
Лучшие инвестиции - путешествия и дети!

Прочитал по диагонали.
Обычный набор штампов - потомки вертухаев,гулаги за каждым кустом,"дороги на костях",праворукий автохлам.

Да,

"Остался памятник строителям БАМа. Циклопическое сооружение в духе раннего Церетели. Две трубы, видимо, символизирующие дорогу железную, которая «как ниточка тянется»".

Вообще то это Якусткая коновязь.

Поселок Атка,ликвидирован,бывший поселок АвтоТранспортнойКолонны (АТК).

Немного пренебрежительно по отношению к Замкадовским туземцам относятся "путешественники",ну да ладно,ххоть убедились что есть "Жизнь на Марсе" и то плюс.

МОЛОДЦЫ, КЛАССНО ПОЛУЧИЛОСЬ!!!
Беспощаден в своём желании помочь!!!

Лукоморье
Люмпены мы все.

CheMistT34:
Замечательны й отчет! Благодаря ему, снова окунулся в лето 2012.
Буду ждать. Эх колымские дороги по вам не ходили мои ноги.От чего-то о Колыме по больше хочется узнать.И непременно самому в суровом Крае побывать.

Очень интересно.
Грузоперевозки Казахстан-Россия (Сибирский ФО)----Россия-Казахстан Свой автопарк.
Мой отзыв: Toyota Venza 2012

Караганда
ВасильИв:
Еще раз спасибо за отчет м великолепные фото.
1) Василий Иванович! Есть много сейчас документов про "достижения" заключенных - сам читал немало. Вот, например: Карагандинский особый трудовой лагерь НКВД...занимал территорию свыше 1 млн. 780 тысяч га. В 1949 г. в лагере числилось 65 673 человека, осужденных по политическим и общеуголовным статьям. Чтоб понятнее было: в длину Карлаг был более 500 км., в ширину - более 200км. Другое дело, что тема эта сейчас малопопулярна.
2) А вот такой вопрос автору задать не мешало бы: почему такое игнорирование природы? Ни удочку не забросил, ни медведя не сфотографировал. Хоть бы знали, с какой снастью туда ехать! В общем, Гринпис полный с новозеландским оттенком!
Черепаха-путешественница, или 11 т. км на MMS к морям нашего детства

Рассказ и фото великолепны. Путешествие неординарное и отчет написан с юмором и самоиронией. И никакого снобизма рядом не стояло. Непонятно, почему многие так бурно отреагировали на выражение "праворульный автохлам". Люди, вы что, шуток не понимаете?

Златоуст
На фото будущие пейзажи настоящего севера когда кончится нефть и газ.
Марк 2 1996 1JZ-GE=>Sprinter Carib 1996 4a-fe

-Таня-:
это не шутки тетенька, это равносильно тому что в черном квартале какогонибудь американского города назвать чернокожего нигером.. это вам западным снежкам непонять!
taobao.com, tmall.com, доставка 2-3 недели.

Нерюнгри
Спасибо автору!
Рассказ и фото классные!!!!!!!!!!!!!!!
Супер. Спасибо за рассказ, фото. И это тоже наша страна.. Целый час удовольствия. Красиво.

это адназначна 5+
очень легко читается!!!фотографии отличные!!!
смутило только "праворукий автохлам" и т.д.
Хотел начать жизнь с чистого листа, но случайно уронил его и наступил сверху грязным сапогом.
Заб.край
уважаемый, МОСКОВСКИЙ СНОБ, вы как и вся МОСКВА очень презрительно относитесь к тем,кто живет за МКАД,а путешествие неплохое.

фоменко тоже в топку- фоменковский тупик!
taobao.com, tmall.com, доставка 2-3 недели.

John Deere:
Прочитал по диагонали.
Вот так о нас вся страна и думает.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 2003

Отчёт хорош, но напрягает доля столичного снобизма в отношении к аборигенам выдаваемый за непритязательный юмор. Фото класс.

С удовольствием прочитал, просмотрел опус. Мощная поездка, яркие качественные фото, оригинальное изложение. Портит всю эту заслуживающую уважения картину какая-то неосновательность автора. Возможно всему причиной выбранный автором "легкий" стиль повествования, но скорее иное. Мелочам по тексту уделено больше внимания, чем действительно важному и интересному, у читателя остается много досадных вопросов. Автор безусловно остроумен и мудр, поэтому бросается в глаза, когда его частенько прёт и заносит на поворотах.. Пытаясь обставить поездку как печальную миссию, автор фактически поставил хоть и жирную, но галочку и уже готовит новые заметки, чтобы шире отметиться. Получается, что он так, коллекционер?
Мои отзывы: Toyota Ipsum 1997, Toyota RAV4 1998

магадан
собрать хотя бы 50% московских людей чтобы проехались туда и обратно и пару месяцев пожили на колыме или якутии они не такие рассказы понаписали......
GX-470

Петропавловск-Камч
GoodRon:
супер!
автор молодец! корни свои нужно знать и помнить.

Интересная повесть.

Хороший отчет. ПРдолжай в том же стиле. Будем читать, а в перерывах, ездить.
Кому суждено висеть, тот не утонет
Молодец Мишка! Вот это путешествие. Пожалуй поинтереснее Колумбии-то будет, а?
Я читал весь день на работе, а потом вечером дома, и вот опять грозит недосып, но оторваться не смог.
Для тех кто Михаила не знает, я как проработавший с ним в Новом Уренгое 5 лет, поясню: да, ему присущ некоторый цинизм (который придется простить за его чрезмерный для одного человека жизненный опыт), но он совсем не из Москвы, и вообще человек добрый.
Ну нет у него японского автомобиля (пожалейте лучше человека). Зато когда он проезжал с очередным туристом через Новосибирск в 2007 г. мы устроили встречу в баре и там я встретил свою будущую супругу, вот.
Давай пиши еще!

HONDAdromBANDA
Прочитал и камменты и весь отчет! СУПЕР! Вот как надо отдыхать после работы!
QUE PASA
Мой отзыв: Honda Inspire 1998

Никола-48:
Согласна!

Отличная поездка!!
Carina AT-170 >>> Nissan Bluebird EU-14 >>> Nissan Bluebird Sylphy FG-10 >>> едем дальше...

Отлично проехал. за мытьё авто в реке только минус вам. природу любить надо её ещё нас кормить....
Промочишь ноги - откажет горло. Промочишь горло - откажyт ноги.

пять+

Колчедан:
Для полноты путешествия нужно было возвращаться по БАМу через Братск.
А никто и не просил ничего писать не про праворукий, ни про леворукий хлам. А "качественное поддержанное авто из Японии после ремонта и сборки в автосервисах Приморского Края" - это твой "оутбанк" что-ли? Досталась же тебе тачила, не позавидуешь!

Мужики, круто. прям зачет. Я Правда только Алтай пока весь изкатал, Магадан давно хочу в силу своих увлечений сталком, далеко. Вам бы вот фанарик, дозиметр и фотки их штольни, было бы прям круто :)

Если пасфайндер проехал, то , думаю Трибека справиться :)
Сколько расход топлива получился ?

Еще раз молодцы)

ispolin08:
Если пасфайндер проехал, то , думаю Трибека справиться :)
Сколько расход топлива получился ?
Еще раз молодцы)
1000+ литров на 13000 км

Bluetrack:
1000+ литров на 13000 км
Прошу прощение за любопытство, а каков порядок цен на аренду такого авто ? Т.е отдали штраф за бампер + топливо, это понятно. А какие расходы вообще понесли за аренду автомобиля на такой срок и пробег?

ispolin08:
4940 рубдень Итого 123400 руб.

Солнечная Бурятия
"14 сентября с утра посетили уже знакомый мне монастырь в селе Покровское."

Если это на берегу Байкала, то село это Посольск называется, Посольский монастырь
Господь Бог справедлив, и это настораживает

Остров Сахалин
Сообщений: 19693
Какое-то пренебрежительное отношение к буддистам...Там необязательно платить за фотосъемки на территории дацана. Там также нет таксы за те или иные обряды. Кто сколько может - один может 1 тысячу руб., другой всего 10 руб. Когда барыга живет в твоей душе, то наверное также относишься и к другим. Особенно к нам, кого вы там называете "замкадышами"...
В драке важен не размер собаки, а количество злости в ней (народная мудрость)

Обалденные фотографии!!!!!
Отчёт супер!)

[quote=Artoba]Обалденные фотографии!!!!!
Отчёт супер!

СПАСИБО!
Спасибо Михаил за предоставленную возможность увидеть нашу жизнь другими глазами!У нас это как то всё обыденно!

Михаил, здравствуйте. Это невероятно!!!, но вы сфотографировали могилу моего деда Станкевича Петра Емельяновича. Его в 1930 году назначили главным геологом на золотодобывающий прииск (приехал он из Бодайбо), бабушка приехала чуть позже. У них было трое детей (мой отец старший 1918 года рождения). Дед скончался скоропостижно, бабушка переехала в Магадан. Отец прошел всю войну и потом вместе с моей мамой вернулся в Магадан (моя сестра родилась в Иркутске, а я в Магадане). Спасибо Вам огромное!!! Я только знала, что дед работал на Индигирке, но точно де похоронен не знала, бабушка умерла, когда мне было 7 лет, еще раз спасибо

Дед был начальником Бурустахского разведрайона , участник Колымской экспедиции 1930 года, опытный золотоискатель, начинал в геологической партии в бассейне Оротукана. Удивительно, что деревянный памятник стоит 70 лет, видимо из лиственницы. Мне теперь уже не навестить могилу, давно живу в Москве, вечная ему память и царствие небесное.

Покровская(Станкевич):
М ихаил, здравствуйте. Это невероятно!!!, но вы сфотографировали могилу моего деда Станкевича Петра Емельяновича. Его в 1930 году назначили главным геологом на золотодобывающий прииск (приехал он из Бодайбо), бабушка приехала чуть позже. У них было трое детей (мой отец старший 1918 года рождения). Дед скончался скоропостижно, бабушка переехала в Магадан. Отец прошел всю войну и потом вместе с моей мамой вернулся в Магадан (моя сестра родилась в Иркутске, а я в Магадане). Спасибо Вам огромное!!! Я только знала, что дед работал на Индигирке, но точно де похоронен не знала, бабушка умерла, когда мне было 7 лет, еще раз спасибо
Д ед был начальником Бурустахского разведрайона , участник Колымской экспедиции 1930 года, опытный золотоискатель, начинал в геологической партии в бассейне Оротукана. Удивительно, что деревянный памятник стоит 70 лет, видимо из лиственницы. Мне теперь уже не навестить могилу, давно живу в Москве, вечная ему память и царствие небесное.
Здравствуйте! Я рад, что фотография имеет для Вас такую практическую ценность. Не зря сделана и опубликована. Спасибо за информацию о деде. Теперь фотография обрела лицо и ожила.

Покровская(Станкевич):
Вставил присланное Вами фото в фотографию памятника.

Покровская(Станкевич):
Для полноты картины ещё две фотографии.

VPN:
спасибо ,,очень красочно и здорова сам жил в Магадане ,,настальгия по Колыме,,,
Приезжайте к нам на Колыму.)))