Золотой треугольник северо-востока Ленобласти

04.10.2012 | 9735 просмотров

В выходные дни сентября мы вдвоем с женой решили совершить двухдневную поездку по северо-восточной части Ленинградской области. Планировалось посетить два монастыря — женский Введено-Оятский и мужской Александро-Cвирский, а также Скит Покрово-Тервенического монастыря, расположенного в поселке Пирозеро. Кроме того, в процессе поездки предполагали поближе ознакомиться с природой Лодейнопольского района и, по возможности, набрать грибов. Место ночевки подбирал через Интернет, выбрал базу отдыха «Золотая горка», расположенную возле поселка Люговичи в 20 км от Лодейного поля. Номер забронировал заранее.

Автомобиль — Suzuki Grand Vitara (СГВ) 2009 года выпуска.

Выехали из Санкт-Петербурга в субботу в полседьмого утра. Движение на трассе Москва—Мурманск довольно оживленное. Первые 40 километров дорога двухполосная в каждом направлении, дальше на всем пути по одной полосе. На участке между Санкт-Петербургом и Кировском идет ремонт дороги и моста через Неву. В этих местах количество полос сужено до трех, а где и до двух. В часы пик там пробки, мы утром проехали свободно.

Движение по трассе было разреженное, однако периодически шел дождь, что усложняло обгон большегрузных фур, так как за ними поднимался шлейф водяной пыли. После Сясьстроя догнали колонну трехмостовых ЗИЛов Министерства обороны. Колонна неслась на скорости под 90 км/час и машины из-за большой для них скорости дымили выхлопом весьма прилично. Адекватно оценить возможность обгона было проблематично. Пришлось понервничать, пока обгонял.

За Пашой перед мостом через реку Оять свернули направо на Алеховщину. Первая остановка — поселок Оять в десяти километрах от Мурманской трассы. Здесь расположен Введено-Оятский женский монастырь. Сначала мы остановились на берегу Ояти перед поселком. Очень красивое место, великолепные сосны, воздух пахнет хвоей, высокий берег и замечательный вид на реку. Однако место используется для пикников, стоит посмотреть по сторонам, как  взгляд натыкается на мусор. Это портит впечатление.

Подъехали к монастырю. Сначала остановились набрать воды из святого источника. Время утреннее - начало десятого, безветрие, какая-то особая тишина и прекрасный вид на монастырь. После городского шума и суеты попали в обстановку умиротворения и покоя. Вдруг понимаешь, что скрывается под термином «благодатное место».

При монастыре обустроен знаменитый святой источник с минеральной водой. Есть часовня, водоем, раздевалки у водоема и купальня. Раньше купальня представляла собой закрытые раздевалки с бассейном. Сейчас это душевые помещения с подогревом воды. К сожалению, купальни были еще закрыты, поэтому омыться водой из источника у нас не получилось.

Набрав воды, зашел в монастырь, поставил свечи, заказал первый сорокоуст о здравии отца. У него через три дня операция по поводу рака желудка, поэтому помощь такого рода не лишняя. Купил монастырский творог, очень вкусный.

Вслед за мной в храм зашла женщина в джинсах и спросила у продавщицы из иконной лавки, можно ли на территорию монастыря заходить мужчинам (женщина привезла сына-подростка с какими-то проблемами). Та очень доброжелательно ответила, что, конечно, можно, и стала объяснять, что им в храме лучше сделать.

Далее поехали в сторону поселка Люговичи. Асфальт хороший. Лес сначала смешанный, затем пошли великолепные сосновые боры. По обочинам много автомобилей — люди приехали за грибами. Остановились и мы. Переоделись, взяли корзинки и быстрее в лес. Но, увы — грибов нет. Да и откуда им взяться — все исхожено до нас помногу раз. Все же один белый гриб жена нашла.

Едем дальше. За Яровщиной поворачиваем влево и через несколько километров направо на Люговичи. Сначала тот же самый прекрасный сосновый бор, а вот дальше начинаются смешанные леса, в которые соваться нет никакого желания. Очень плотно растут березы, осина, какой-то кустарник и все это вперемешку с елями. Где ели — там обычно сильный бурелом (хотя и в сосновых борах он встречается) и ходить по такому лесу почти невозможно - мокро, мрачно и непролазно. Никаких машин по обочинам.

Завернули по пути в Люговичи. Поселок расположен на берегу небольшого озера. Видно, что это старинное село — есть даже сохранившийся участок булыжной мостовой. Новенькая церковь, много добротных домов, есть и совсем шикарные коттеджи. Видимо, место пользуется популярностью.

Выехали на трассу Тихвин—Лодейное поле и через несколько километров съехали с трассы по указателю на базу отдыха. База расположена на берегу того же озера. На стоянке два больших «Лендровер-Дефендера», «Порше Кайен» и «Фольксваген Туарег». Номера питерские. Наша компактная «Гранд Витара» среди них стала выглядеть еще компактнее.

На базе можно снять коттедж или двухместный гостиничный номер. Нам на двоих коттедж ни к чему (по частям их не сдают), поэтому забронировали номер. За сутки с нас взяли 1 750 рублей. Номера крохотные, расположены на мансардном этаже с видом на небо. Две кровати, стул, вешалка и маленький комод. Ни стола, ни мусорного ведра, ни туалетных принадлежностей. Туалет и душ в конце коридора. Слышимость как в купе поезда. На первом этаже кухня, запах которой просачивается в номер.

Ожидал, конечно, лучшего.

Несмотря на такие неудобства, к вечеру все номера оказались заполнены. Коттеджи свободными, видимо, тоже не остались.

На базе есть ресторан, летний павильон, зоны для шашлыков, открытая веранда с видом на озеро. На озере небольшой причал с трапом для купания. Берега заросли тростником и кустарником, песчаного пляжа нет. Вокруг в основном луга, кустарник и смешанный некрасивый лес. Рыбаков с удочками ни разу не видел.

Оплатив номер, едем в сторону Мурманска в Старую Слободу. Там расположен Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Дорога везде свежеотремонтированая, ехать одно удовольствие. Леса поначалу смешанные, но у Лодейного поля опять начинаются сосновые боры. Два раза останавливались посмотреть грибы и оба раза неудачно. Стоит зайти в лес, как под ногами начинает хлюпать — сплошное болото.

Перед монастырем стоянка заполнена автобусами и автомобилями с паломниками и экскурсантами, которые уже начинают разъезжаться. Встретились даже туристы из Китая, как всегда, с большими фотоаппаратами. Заказал второй сорокоуст. В иконной лавке купил книгу «Несвятые святые» Архимандрита Тихона. По телевидению слышал, что она лидирует по популярности среди читателей и критиков, и что для литературы такого рода это невиданное дело.

Поклонились мощам Александра Свирского, опустил в ящик записку с просьбой о помощи. Мощи являются чудотворными, именно они делают этот монастырь таким популярным. Когда я подошел ним впервые несколько лет назад, то физически почувствовал, как меня изнутри груди чем-то тёплым погладили прямо по сердцу. Не знаю, что это было, но с того времени я окончательно перестал быть атеистом.

Служба закончилась, паломники и туристы схлынули, и храм, где хранятся мощи, почти пуст. Бросается в глаза неестественное поведение двух парней, которые, скорее всего, зашли из любопытства. Один напряженно и сильно выпрямившись сидит на лавке и мнет в руках бейсболку. Второй бесцельно ходит по храму в вызывающей позе, руки в карманах, куртка нараспашку — как будто на деревенской дискотеке. Голова при этом почему-то вжата в плечи. У обоих на лицах растерянность и недоумение. Не берусь судить, что с ними происходило — может, они всегда такие, может, мощи так подействовали, возможно, местный Ангел-хранитель храма воспитательную работу проводил.

Из алтаря вышли три аккуратно одетых подростка и молодой священник. Они вынесли большую свеженаписанную икону Александра Свирского с встроенным мощевиком, поочередно трижды старательно поклонились мощам до пола, приложились, и куда-то эту икону понесли. Потом на выходе из монастыря увидели, как икону бережно обернув покрывалом, погрузили в автомобиль, и группа на двух новеньких микроавтобусах с белорусскими номерами колонной отъехала от ворот.

У монастыря два отдельно стоящих комплекса, один действует, другой восстанавливается. Зашли в Троицкий собор, который находится в стадии реконструкции. Все стены и колонны в нем расписаны старинными фресками. Местами они истерлись, но это только увеличивает желание вглядываться, чтобы понять сюжет росписей. Нигде ничего подобного не видел. Считается, что эти фрески сами обновляются. Последний раз был в этом соборе полтора года назад, и мне действительно показалось, что фрески с тех пор стали ярче.

Возле монастыря работают несколько кафе. Мы зашли в заведение под названием «Паломник». Внутри прилично, выбор блюд очень большой. Народу почти никого в тот момент не было, перед нами оказались только две симпатичные молодые девушки. Одна в черном монашеском облачении и в больших кирзовых ботинках. На второй одеты длинная прямая одноцветная юбка, неяркая кофточка и простой платок на голове. Лица радостные, но улыбаются сдержанно, разговаривают негромко. Как-то долго выбирали закуску и особенно десерт. Наверное, очень им хотелось вкусненького попробовать, а монастырский устав этого не приветствует. В итоге взяли по салату, десерту, компоту, пирожку и все — весь обед. Ни первого, ни второго.

Мы напротив, набрали всего и совершенно напрасно. Порции очень большие, вполне достаточно обойтись одним блюдом и салатом. На двоих заплатили 700 рублей. Может, неудачно выбор сделали, но нам показалось, что готовят не очень качественно — наш картофель в блюде под названием «картошка по-деревенски» был холодный и невкусный. Его есть мы не стали.

Жена к концу обеда вдруг вспомнила, что с утра она худеет, но было уже поздно. Очередная попытка похудения снова сорвалась. Мечтательно сказала — вот бы научиться питаться так же, как те девушки!

Возле монастыря находится небольшое подворье женского Покрово-Тервенического монастыря. Заказал там третий сорокоуст. Прошлый раз мы также что-то купили и когда стали выходить, услышали испуганный голос продавщицы из-за прилавка — стойте, стойте, я вам сдачу 10 рублей недодала! Перестаньте, это не имеет значения — сказал я. Ответ был неожиданным: для вас-то не имеет, а мне-то грех запишется. Вот такая философия.

Когда подошли на стоянку к своей машине, увидели рядом красный автомобиль (кажется, Пежо) с питерскими номерами, а в нем тех самых девушек, которые были в кафе. Монашенка была пассажиром, другая девушка за рулем. Они завели машину и уехали. Доброго вам пути!

Мы же решили вернуться на Тихвинскую трассу и проехать до поселка Пирозеро, в котором находится Скит «Неупиваемая чаша» Покрово-Тервенического монастыря. Сам монастырь расположен в поселке Тервеничи, мы не так давно там были, поэтому решили в него не заезжать. По дороге будем осматривать окрестности и искать грибы.

По карте видим, что слева на пути лежит большое озеро Савозеро. Надо на него посмотреть! Перед самым озером поворачиваем налево на Печаницы и оказываемся на довольно ухабистом грейдере. Почти сразу начинается дачный поселок. Дома самые разные, есть малюсенькие дачные домики, есть приличные коттеджи. Берег озера появляется где-то через километр. Но к самому озеру не подойти — берег сильно заболочен. Озеро очень большое, есть даже остров (возможно и не один). Насколько видно, все берега заболоченные, естественных подходов к воде нигде нет. Вокруг тростник, чахлые деревья и густой кустарник. Здесь нам делать нечего.

Едем дальше. С другой стороны озера попадается указатель, показывающий дорогу на базу отдыха «Савозеро». Рыбакам, наверное, там понравится.

Перед Алеховщиной наконец-то начинаются сосновые боры. Останавливаемся, идем смотреть грибы. Жена находит второй белый. К сожалению, это все. Но лес неплохой, гулять приятно.

На въезде в Алеховщину есть заправка. За этим поселком начинается грейдер. После дождя он скользкий и грязный, ехать больше 60 км/час опасно. На такой скорости ощутимо трясет. Опять смешанный лес, потом сосновый бор. Места глухие, безлюдные, вокруг сплошь дремучие леса и болота. Ночью ехать, наверное, жутковато. Еще раз остановились посмотреть грибы. Очень необычный рельеф местности. Небольшие пригорки чередуются с впадинами. На пригорках сухо, во впадинах под ногами хлюпает. Ходить неудобно. Много брусники и черники, на одном из заболоченных участков попалась клюква. Грибов нет.

По указателю сворачиваем на Пирозеро. Началась раскисшая грунтовка. Хорошо, что у нас полный привод. Въезжаем в поселок. Типичная умирающая деревня. Все серо и уныло. Бурьян в человеческий рост, рухнувшие заборы, развалившиеся сараи, брошенная ржавая техника. Есть правда и добротные постройки. Один дом наклонился набок и, кажется, вот-вот завалится. А из трубы дым идет — в нем живут. Картина весьма нерадостная.

Вдруг за поворотом вдали появляются голубые купола и золотые кресты. Очень контрастно. Рядом виднеется строящийся аккуратный П-образный корпус явно монастырской конструкции. Это все скит монастыря. Кажется, этот скит скоро по площади станет больше самого монастыря.

Паломники и туристы тут бывают редко. Насколько мне известно, здесь помогают людям избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. На территории церковь, часовня, несколько жилых корпусов.

Зашли на территорию, походили, осмотрелись. После того, как сложилась цельная картина от увиденного, приходит мысль — такого не бывает! Все, на чем останавливается взгляд, безупречно ухожено, очень красиво и идеально сочетается. Храм, часовня, жилые строения, пруд, беседка, клумбы, плотина и даже капустные грядки на склоне оврага реально радуют глаз. Изъянов пейзажа не видно ни с одной стороны. Много видел и более красивых мест, но такой неземной гармонии не встречал. Постояв немного, жена восхищенно сказала — наверное, так выглядит рай!

При этом на территории не видно ни души — интересно, когда они все успевают? Второе за день место, где организм каким-то непонятным способом физически почувствовал благодать. На сердце тепло, а на душе как-то особенно легко и покойно. В то же время ощущаешь себя недостойным находиться в таком месте.

Но надо уезжать, уже вечер и пора на базу отдыха. Приехав, видим, что стоянка забита машинами (сплошь джипы с питерскими номерами), где-то играет музыка, дымят костры. Машины все подъезжают. Поднялись в номер, открыли бутылку коньяка (отдыхать все-таки приехали) и под рюмочку делились впечатлениями. Замечательный вечер.

Выспались хорошо, утром выехали в Питер. Перед этим дунул на всякий случай в свой алко-тестер, который по парам алкоголя показал нулевой результат. Можно ехать спокойно. Трасса в нашем направлении была свободная, обгонять пришлось мало. Пробок не встретили, сотрудники ГИБДД не останавливали.

Протяженность маршрута составила около 700 км, на бензин ушло примерно 2 000 руб. СГВ для таких поездок подходит хорошо — и по трассе уверенно идет, и по лесным грунтовкам не страшно колесить.

Фотографировать в ходе поездки пытался, но результат получился плачевный. Фотоаппарат дешевый, теоретических знаний в области фотографии нет. В итоге большинство сделанных фото не отражают реальной картины. Особенно это почему-то коснулось фотографий в скиту. Все же отдельные снимки прилагаю (часть сделана ранее в этих же местах в прошлых поездках).

С некоторых пор мы стали подумывать о том, чтобы приобрести дом в тихом месте с перспективой пенсионерить в нем летние сезоны. Расстояние от Питера в этом случае уже не имеет большого значения, поэтому рассматриваем удаленные варианты. На данном этапе требуется определиться с районом, где лучше подбирать дом. Места, где мы побывали в эту поездку, не оставили однозначного впечатления. Мне показалось, что можно рассматривать покупку дома в местности вдоль реки Оять от мурманской трассы до Алеховщины с точки зрения природы. Но вот климат смущает. Даже по сравнению с Питером разница чувствуется — листва деревьев заметно желтее. Думаю, что на Псковщине и Новгородчине теплее. Надо будет там посмотреть.

Спасибо, что хватило терпения дочитать этот опус, не судите строго, я не писатель.