По святым и мистическим местам Сибири. Часть 2 (с приложениями)

20.08.2012 | 19080 просмотров

Процесс христианизации Сибири только начинается. Я задался вопросом: «Как сегодня в Сибири появляются новые монастыри»? Раньше это селился старец и возникала Оптина пустынь или Печеры. ХХ век ― это век сплошных трагедий, потому монастыри теперь основываются на тех местах, где убивали и мучили людей. Как правило, сначала там появлялся источник, туда стекались паломники и потом постепенно рождается монастырь. Потому сибирские монастыри все такие молодые. И идут сюда паломники непрекращающимся потоком, даже на вертолетах прилетают. Как говорится, если прижмет, то и на вертолете прилетишь.

* * *

В то время как вы читаете этот очерк, его автор находится в следующей экспедиции ― в Грузию. В пути я дорабатывал вторую часть этого рассказа. Извините за недочеты, это издержки работы во время путешествия. Зато они все искренни.

Эти записки рассказывают о первом опыте собственно паломничества по России, Сибири. Это не научные записки, потому они не претендуют на полноту охвата. Их автор просто проехал отрывочный маршрут по Западной Сибири ― где-то я останавливался дольше, какие-то места, из-за усталости, проезжал стороной.

Если первую часть очерка я писал около полугода, всю зиму, то на вторую, в силу ограниченности времени, вынужден был затратить гораздо меньше, к тому же доделывал ее в пути.

Напоминаю, что путешествую я на самом экономном виде транспорта с моторчиком ― скутере.

Одной из главных задач экспедиции было: ответить на вопрос, как рождаются храмы в постсоветской России.

Собственно, кому нужны эти поездки и статьи? Я знаю одно, что пока в России есть заброшенные храмы и монастыри, мы не будем жить в благополучной стране.

Село Варюхино и Чехов

Недалеко от Томска на трассе стоит знаменитое Варюхино. Село это теперь относится к Кузбассу, но ближе оно именно к Томску, тем более, что здесь находятся дачи зажиточных томичей.

Варюхино стало знаменито тем, что более ста лет назад здесь остановился проездом великий Чехов, по пути на Сахалин и, говорят, даже чуть не утонул во время переправы через Томь. В ознаменование этого события писатель подарил хозяину дома, где он останавливался и который его перевозил на ту сторону, серебряные часы. Прожил в Варюхино писатель недолго, но благодарные варюхинцы память об этом чтят до сих пор. И прежде всего благодаря одной семье, где тот останавливался. Дом, где жил Чехов, жив до сих пор. С тех пор он не менял хозяев, он передается по наследству, как главная семейная реликвия.

Сегодня семья переживает не лучшие времена, впрочем, как и все село, потому чеховский дом стоит пустой уже несколько лет. Огород зарос, окна выбиты, двери открыты. Вхожу внутрь. Одна половина дома еще закрыта, во второй ― все разбито, в одной комнате обрушился потолок. То есть дом нуждается в срочной реставрации. Если этого не произойдет, то лет через пять он обязательно сгорит или сгниет окончательно, как всякая вещь, которая никому не нужна. Поговорил с нынешними хозяевами этой реликвии. Говорят, что у них нет средств на восстановление старинного дома, они готовы его продать недорого, если кто решит создать там музей или еще что. Поговорил с директором варюхинской библиотеки, те тоже готовы при библиотеке создать филиал дом-музей Чехова, но его опять же кто-то должен восстанавливать.

В Варюхино есть очень богатые дачи. Я думаю, эти люди тоже должны быть заинтересованы, чтоб в селе сохранилась реликвия.

В Сибири не так много мест, связанных с пребыванием Чехова. В Томске не известно ни одного дома, где он бывал. Во всяком случае, об этом не напоминает ни одна мемориальная доска. Но в то же время в Томске каждый месяц проводятся чеховские пятницы на набережной у памятника пьяному мужику, где интеллектуалы читают стихи и поют песни. Так почему культурному городу не взять шефство над соседним селом и не создать маленький музейчик в честь великого писателя.

В Варюхино в чеховские времена находилась часовенка. С трудом от 80-летней бабушки разыскал место, где она стояла. На этом перекрестке ― см. фото.

Бандитская исповедь

Еду дальше. Следующее по трассе село ― Зеледеево.

Церковь святых мучеников Флора и Лавра в Кузбасском селе Зеледеево. Молодой деревянный храм. Вошел, шла служба. Во время службы вошел бандитского вида молодой мужчина, громко хлопнув входной дверью ― толстая золотая цепь на бычьей шее, лицо без признака интеллекта, при таких говорят, этот убьет и не задумается.

Что-то же ему здесь понадобилось. Подошел к бабушке торгующей свечками, спросил, где ставят заупокой. Спросил, как молиться. Взял свечки, заказал годовую за 500 рублей. Отошел, зажег свечки и вскоре… разрыдался ― сам от себя, похоже, такого не ожидая. Стоит в сторонке огромный, шкафоподобный детина, вытирает украдкой кулаком глаза, озираясь по сторонам. Потом опять подошел к торгующей бабушке, купит два серебряных кольца и , снова громко стукнув входной дверью.

Я вышел вслед. Он сел в машину с братками, из окон которой громко звучала песня: «А он не знает ничего…». Через дорогу они остановятся у магазина, и вскоре он выйдет оттуда с бутылкой дорогой водки и поедет дальше исповедоваться и замаливать грехи традиционным способом. Так я стал невольным свидетелем первой исповеди.

В Зеледеево по соседству с новой деревянной церковью стоит старая, кирпичная, частично утраченная церковь.

Побеседовал с бывшим старостой Зеледеевской церкви, 78-летним Александром Васильевичем Дуреевым:

Хороший это был когда-то храм. Мне было шесть лет, я лазил на ее крышу, гнезда голубей зарил, не понимал, что нельзя. Красивая, только коммунисты колокола сбросили. Мне было четыре года, я чуть-чуть помню, как срезали купола.

Когда началась перестройка, в церкви был склад юргинского райпотребсоюза. Что только они в ней не хранили, и соль, и солярку, и удобрения… Потом они оттуда все убрали и одна женщина сказала, давайте напишем владыке кемеровскому отцу Софронию письмо, чтоб разрешил нам ее восстанавливать. И он нам дал добро. Алтарь в ней уже завалился к тому времени, крыша железная была раскрыта…

Эта церковь была очень большая. Отцы наши, деды, прадеды говорили, что церковь строили в 1901 году, строили ее два года. Тогда это была Томская губерния и строил ее какой-то помещик. От самого Томска до Новосибирска на трассе это был самый богатый храм.

Но потом к нам приехал молодой священник и решили что по затратам будет проще построить рядом новый храм, чем восстанавливать старый. Четыре года назад стали его строить. Нашелся спонсор, Станислав Альбертович…забыл его фамилию, он бензоколонками командует в Юрге. Между прочим, еврей по национальности, а построил православный храм.

Что будет со старой церковью, не знаю. Священник наш сказал, что на территории храма он со временем создаст часовенку на могиле первого священника храма. А церковь скорее всего разберут. Хотя это красивое сооружение. В ней бы музей какой создать сталинским безбожным годам или еще что, все-таки самый крупный был храм по новосибирской трассе.

Как я сам пришел в храм? Отца похоронил, мамку похоронил, двух сестер похоронил, брата похоронил, а потом сказал, все, поминаю своих ближних родственников и иду в храм и буду ходить до самой своей смерти, это мое решение. Ничего зазорного в этом нет. В деревне у нас мало кто ходит, постоянных человек десять. А потом у нас еще реабилитационный центр создал батюшка, наркоманов лечит. Молодые все парни, приезжают со всей России, православных центров очень мало. Еще в селе Заозерном пока в бывшей столовой сделали приход, наш батюшка хочет создать подобный центр для женщин. Хороший священник, хотя ему всего 36 лет. Он из Новокузнецка, приехал сюда восемь лет назад и сказал, я буду сам строить храм и построил».

Проскоково

Далее по новосибирской трассе заехал в село Проскоково. Церковь здесь располагается в бывшей больнице. В одной половине церковь, в другой живет молодой батюшка с матушкой. Спросил его, удобно ли так близко жить от работы? Говорит, конечно, удобно, но бывает, что стучатся и в 12 ночи и в два часа ночи. Русский человек как выпьет, так его и каяться тянет. Наверно потому, чтоб меньше ночами беспокоили, службы в этой церкви проходят почти ежедневно. Для небольшого села это почти рекорд.

На месте этого здания находилась старая церковь села Проскоково.

Еду далее. В полукилометре от трассы приметил небольшое озеро, заехал на него перекусить и молочка попить. Стою на берегу, закусываю и тут заметил, что мутные воды озера кишат от рыбы, причем рыба очень даже крупная. Спокойно плавает, заметно, что человека она совсем не боится. Для голодной России это ненормально. Подошел сторож, ― ему скучно одному. Оказалось, что это кооперационное озеро, предприниматель его арендовал, очистил от камыша, следит за чистотой побережья, запустили карпа, подкармливают все лето. Сами не ловят, приезжающие рыбаки платят по 400 рублей в день и хоть целый день сиди, но только удочкой. Даже не верится, что это наше родное российское придорожное озеро, изгаженное туристами. Вот ведь как все просто оказывается ― у участка земли появился хозяин, который за него отвечает, и все сразу стало чисто. У земли всегда должен быть конкретный хозяин, а не полумифическое государство, сидящее где-то в первопрестольной.

Нормальный советский человек не приучен беречь природу, так же как и следить за чистотой души своей. Когда-то в студенчестве я ходил с альпинистами в горы, где нам старшие товарищи прививали школу альпинизма, в которую входили и обязательные понятия ― не курить, не пить, при женщине и в горах не ругаться, мусор после себя не оставлять, лучше убрать за другим, чем самому насорить. А не так давно у нашего альпклуба «Амазонки» случилось 50-тилетие. Мы все, уже выросшие дядьки и тетки, собрались в ресторане со своими детьми, кто-то внуками. Столы ломились от яств. Весь вечер гуляли. И что интересно, съедено и выпито было все, но практически вся водка осталась стоять на столах даже непочатой. Сам поразился, то есть школа альпинизма в нас так и жила.

И еще пример. Под Киевом я недавно жил у случайных знакомых, пожилой супружеской пары. В нескольких километрах от их дома находится популярный в округе родниковый ключ, к которому приезжает масса людей. Однажды я с этими людьми пошел на этот ключ. Оказалось, что эти пожилые люди, неизвестно почему, взяли для себя «послушание» ухаживать за источником, они два раза в неделю приходят сюда и убирают за всеми мусор.

И третий пример чистоты. Родной город Томск ― это, между прочим, ученый город, а значит, это и аполитичный город. Политики здесь делают, что хотят, на них все равно никто не обращает внимания. В результате Томск стал очень грязен, порой кажется, что тут вообще упразднен институт дворников.

Однажды к нам приехали родственники из Прокопьевска. Я знал, что это очень грязный шахтерский прокопченный город и они удивились грязноте Томска. Сказали, что у них в Прокопьевске вышел такой закон, что каждая фирма или магазин обязаны следить за придворовой территорией, за невыполнение ― большой штраф. У всех дворовых территорий появился хозяин, и город сразу стал чистым.

Как мученик Зайков боролся за чистоту Томска

У Томска такого закона пока нет. Потому один местный правозащитник Сергей Зайков решил нетрадиционными методами бороться с чиновничьим беспределом и пофигизмом. На одной из встреч он неожиданно для самого себя ударил губернатора Томской области по лицу. После этого Зайкова, конечно, посадили, но вся область захлопала в ладоши, потому что это был удар за всех. Он расквасил нос за всю Томскую область, которую губернатор доил два десятилетия: за вывезенные в Германию областные деньги, за ужасные дороги, за разоренные села и деревни, за высокие цены на бензин в нефтедобывающем регионе. Губернатор после этого, конечно же, пошел на повышение, но с расквашенным носом.

А последующий судебный процесс над правозащитником-мучеником показал, кто в доме хозяин. Зайков получил два с половиной года за разбитый нос и его на зоне теперь периодически по поручению сверху избивают зэки ― так он несет крест за всю область.

И каков же вывод из всего вышесказанного. Вывод как всегда у автора ― нетрадиционен. Чтобы богоспасаемая Россия начала наконец возрождаться, наше законодательство не должно наказывать и миловать избранно. Скажем в ГАИ у нас существует неписаный закон, как составлять протокол, если в аварии участвовал политик или большой начальник.

Болотное ― часовня святой Татианы

В Болотном, это уже Новосибирская область, от священника узнал, что у них, на окраине города, на кладбище уже несколько лет один молодой человек строит часовню. Три года назад в автокатастрофе он потерял жену, он тогда сидел за рулем, жена погибла, у него ― ни царапины. Видя его состояние, друзья ему предложили строить часовню святой Великомученицы Татианы.

Интересуясь вопросом, как возникают храмы в современной России, я, естественно, поехал знакомиться. Именно сегодня был последний день строительства часовни, они устанавливали мозаичную икону. Еще нужно было только благоустроить прилегающую территорию и строительство-искупление будет завершено.

Из разговора с Константином С., строящим часовню святой Татианы в г. Болотном:

«Все по разному приходят к Богу, меня Он привел через скорбь. Сам я, наверно, не решился бы ее строить, первоначальный толчок дал друг, он же стал и главным жертвователем», ― говорит это, а у самого слезы текут.

Да, у каждого свой путь к вере, ему Господь избрал один из самых тяжелых ― через смерть любимого человека, чрез невольную вину.

Тракторист из Мошково

Заехал в поселок Мошково, это тоже в Новосибирской области. Лет пять назад я познакомился здесь со знаменитым трактористом Василием Хацкевичем, проехавшим всю Россию на тракторе. Где он живет, я позабыл, но подумал, что такого известного человека в поселке легко найду. Второй человек, у которого я спросил о нем, огорошил меня известием, сказав, что этот человек вроде умер.

Как же так, ведь он был даже не пенсионного возраста. Другой поселянин несколько обнадежил, сказав, что, возможно, умер не он, а его брат.

К сожалению, Мошково превращается в город. Здесь уже появились высотные дома, есть даже целые городские районы, поселок умирает и эта городизация сказывается прежде всего на людях ― у них пропадает интерес друг к другу, они общаются более с телевизором, чем с соседями. Даже о интересующем меня человеке новости его соседи узнавали из СМИ.

А он действительно умер. На все многотысячное Мошково был единственный нестандарт и того не уберегли. Ему бы памятник при жизни поставить, потому что только благодаря этому человеку о заштатном Мошково узнала вся страна. А ему, когда он заболел, даже человеческого лечения не оказали. Хотя лечение должно быть у всех человеческим, независимо от того, стандарт ты или нет, живешь ты в селе или городе. А памятник ему, конечно, поставят, но когда-нибудь потом.

А медицина наша ― требует отдельного разговора. При каждом посещении любой муниципальной больницы или поликлиники нас теперь подспудно уверяют, что пока лечение в России не станет платным, нормального лечения быть не может. А пока это не произошло, нас пока не лечат. Да и как лечить, если в поликлинике на пациента выделяется 10 минут и зарплаты у докторов самые низкие в стране.

Районные и поселковые больницы ― это вообще полный беспредел. В прошлом году мы столкнулись с этим тихим ужасом, именуемым районная больница. По закону скорая помощь привозит поселян именно в районную больницу. Но те пациенты, кому требовалось серьезное лечение, делали все возможное, чтоб перевестись у другую лечебницу. Человек находится в критическом положении, лежит с поломанными ногами на вытяжке, а его, ради его же спасения забирают родственники и перевозят в нормальную больницу, где есть надежда на лечение.

Соседка тракториста, от которой я узнал все подробности, тоже сказала, что в местную районную больницу они обращаются только в самой крайней необходимости. А он попал в больницу из-за болезни глаз, потом что-то не так сделали и нет человека.

Когда-то на мой вопрос, почему он поехал в такую даль, он ответил, что узнал о том, что Россию от начала и до конца еще никто не проезжал на тракторе. «Разве на Руси еще не осталось настоящих мужиков, ― подумал он, ― как позволить, чтоб это сделал какой-нибудь американец или француз? Да, никогда!».

В итоге он перебрал свой старенький трактор, продал корову и поехал во Владивосток. Потом он еще поедет и на запад России, уже на спонсорские деньги. После разговора с ним у меня осталось одно единственное впечатление ― патриот своей страны до мозга костей.

Столько человек сделал для своего поселка, своей области, страны, а страна его не смогла уберечь. А ведь на таких мужиках-самородках Россия, считай, и держится.

Но вернемся к медицине. У нас такая традиция, прежде чем повышать цену, товар сначала исчезает с прилавков. То же делается с медициной. Но медицина ― это не товар. В результате эксперимента затянувшейся медицинской реформы, наша страна ежегодно недосчитывается нескольких миллионов жизней. Медицинская реформа потому так и затянулась, что в нищей России за медицину платить нечем, и сделай ее платной, страна вскоре вымрет.

Тем более, что медицина не должна быть платной, это ей противопоказано. На самом деле это сложный вопрос, которому нужно посвящать целое исследование. Платная медицина, это значит, что врачу выгодно чтоб ты не выздоравливал, а болел всю жизнь. Как в стоматологии, мы всю жизнь лечим свои несчастные зубы, а они все равно портятся.

Здесь очень тонкая грань, и лично я еще для себя еще не нашел выход, что делать. А пока не нашел, я просто минимизирую потребление лекарств, стараясь их заменять травяными сборами. Оказывается, почти любое лекарство можно заменить травкой, которая гораздо безвреднее, но употребление ее требует большего времени и приготовления. Даже есть целые энциклопедии, например народного академика Болотова, где на любую болезнь (заболевание) приводится конкретный травяной сбор.

Сейчас мы все находимся на пороге реформы медицины, и на самом деле это одна из самых тяжелых и долгих реформ. Вообще, если вдуматься во все эти многочисленные «реформы», которые на нас вдруг обрушились в последнее время, то страшно становится ― медицина, алкоголизация, наркомания, развал армии, сексуальная революция. Постепенно ты понимаешь, что это и не реформы вовсе, просто таким методом ведется закулисная война с Россией. И ведется не Америкой, не какой-нибудь Аль каедой, а силами которым богоспасаемая Россия неугодна.

Почему мы, русские мужики, так рано умираем? Кто-нибудь из нас задавался таким вопросом. Вопрос действительно неприятный, а о неприятных вопросах не принято думать. А между тем, мы занимаем первое место в мире, по разнице в продолжительности жизней мужчины и женщины, нигде больше нет такого разрыва. Почему это происходит, лично я понял совсем недавно, когда оказался в приемном отделении областной клинической больницы с родственником. Перед нами на носилках лежал хорошо поддатый мужичек, забинтованный, залитый кровью и под капельницей. Врачи куда-то ушли, он встал с носилок, покачиваясь, взял в руку капельницу и пошел на улицу с капельницей в руке на перекур. И тут я, наконец, понял, почему мы русские так мало живем.

Как Ельцин не дал развязать третью мировую войну

Россия для Америки была всегда камнем преткновения, это последняя сила в мире, с которой ей приходится считаться. Потому в 90-е годы, когда у нас был полный беспредел, США всерьез собрались бомбить Россию, как потом они поступят с Югославией и Ираком, как вскоре будет с Северной Кореей.

Но от третьей мировой тогда мир спас наш президент Ельцин. Глядя на непросыхающего Ельцина, они сказали: «Да зачем мы будем осложнять отношения с ООН, если они сами скоро загнутся. Это потом мы быстро оклемались, встали на ноги и время было упущено».

Потому войну они стали вести не военными методами. Закулисная невидимая война, война без единого выстрела, ведется против России давно. Ее результаты всем известны: на сегодняшний день Россия первая в мире по количеству самоубийств, одна из первых по числу разводов, одна из самых пьющих стран в мире... Семья ― это основа основ любого государства, потому у нас и запущена «сексуальная революция», когда на каждом шагу проповедуют безопасный секс и все заполнено порнопродукцией. Нас учат спасительному и безопасному сексу, но никто не учит, как создать крепкую и счастливую семью. Никто не говорит, что молодые люди до того как создавать семью, должны продолжительное время, хотя бы год-два дружить, узнавать друг друга, никто не говорит, что первая влюбленность, она всегда телесная или бесовская, потому ей нельзя поддаваться, ею нужно переболеть. Нас никто не учит, что супруги должны хранить верность, никто не говорит, что если женщина познала мужчину до мужа, то у нее уже не будет абсолютно «чистых» детей, потому что эта женщина всю жизнь будет нести гены первого мужчины. Именно потому у всех первобытных народов так высоко ценится девственность. Об этих простых и важных истинах нам никто не говорит.

А я еду дальше. Только что в поле увидел пример соединения НТР и вековечных традиций. По полю едет «Жигули», к бамперу которых привязана уздечка лошади. Бежит она привычно, видно, что это ей не впервой. А за лошадью семенит и жеребенок.

О вреде блога

Если охарактеризовать наше время одним словом, то я бы назвал его временем блогов. Блог ― в наше время это главный источник истинной информации, а писатели, главные духовные лидеры, превращаются в блоггеров.

Что есть блог? Это максимум независимой информации переданные минимальным количеством слов. Сегодня ни у кого нет лишнего времени, потому блог становится основой всего. Блоггеры ― это властители дум, они становятся самыми известными людьми. Я вовсе не удивлюсь, если вчерашний блоггер, будет завтра выбран президентом. Либо их по старой программе начнут отстреливать.

Не удивлюсь, если завтра будут изданы книги блоггеров и будущие историки будут писать историю нашего времени не по ангажированным СМИ, а по творениям блоггеров, которые более объективно отображают современность.

Еще я очень удивился, когда услышал выражение «известный блоггер Евгений Гришковец». Я очень уважаю этого автора, давно за ним слежу и совсем не знал его с этой стороны. Я знал его как писателя, актера, режиссера, драматурга, но о Гришковце блоггере даже не задумывался. И тут я понял, что на самом деле он прежде всего блоггер, а уж потом и писатель и драматург. И потому что он прежде всего блоггер, в нашей культуре он стал чуть ли не фигура номер один. После Михаила Задорнова, конечно. Но и сам Задорнов уже не сатирик, а блоггер. Лично я по телевизору кроме Задоронова больше ничего и не смотрю, почти все остальное лишнее и неинтересное.

В блоггеровости нет ничего плохого, это не смерть литературы, философии, или сатиры. Оно родилось не сегодня, ведь и одна из самых великих книг последних столетий, «Мысли» Паскаля ― это тоже чисто блоггеровское сочинение.

Пытаясь понять, что такое блог, я обратился за разъяснением к Википедии. Но и Википедия ― это чисто блоггеровская энциклопедия. Она строится по закону блога, потому и популярна.

Бердское море. Ночевка. Пожар

Выдалась сложная ночь. После Новосибирска решил остановиться на Бердском море, так здесь именуют водохранилище. Когда стало темнеть, съехал с трассы к водохранилищу, но весь берег на многие километры облеплен дачами. Я этого никак не ожидал, я и не думал, что их будет так много, не предполагал, что сибиряки так любят море. Даже нет минимального островка леса.

Проезжаю километр за километром, но спрятаться усталому путнику негде, негде раскинуть палатку. Уже в полной темноте, нашел какой-то высокий железный забор, отделявший дачи от воды. Поставил за этим трехметровым забором палатку всего в 10 метрах от дач ― но меня видно не будет, во всяком случае до рассвета.

О палатке

Отступление. Хочу рассказать о вещах, которые для путешественника очень важны. В обыденной жизни они не имеют такого значения. Там если у тебя чего-то нет, ты можешь пойти и купить недостающее. В путешествии это очень трудно, порой невозможно. И если ты, скажем, забыл спальник или газовую плитку, то тебе придется весьма несладко. Расскажу о самой важной составляющей рюкзака, о палатке.

Палатка путешественника должна быть с минимальным количеством всяких технических прибамбасов, то есть очень простой в работе, без всяких там узелочков, чтобы можно было установить ее даже с закрытыми глазами.

Один знакомый путешественник, ходивший зимой по Байкалу, рассказывал, как он ругался, завязывая все эти узелки на сорокоградусном морозе. У меня сейчас очень простая и недорогая палатка. Стойки на резиночках, которые чуть ли не сами собираются, потом крючочки набрасываешь и твой временный домик готов. В любой экспедиции случается несколько экстремальных дней, когда приходится ставить палатку в темноте, бывает что и фонарь нельзя включать, чтоб себя не обнаружить.

Только поставил палатку и в двухстах метрах дача загорелась ― еще мне этого не хватало. Теперь пожарка приедет. Только б на меня не подумали.

Как тихо горит дача. Ни криков, ни рыданий, только треск доносится и не тушит ни кто. Это не деревня, тут тушить некому, все городские. Это в деревне все как единый организм.

Но дача это тоже хорошо, это переходных этап. Дача есть порождение города, идущее в деревню, и здесь, естественно, пока действуют законы города ― каждый сам за себя. Пожарка так и не приехала. Наверно дачи они не тушат.

На самом деле в даче нет ничего зазорного. Дача это идеальный вариант жизни русского пенсионера. В том случае если у вас есть дача, можно переезжать туда на полгода, а квартиру сдавать. И у вас появляется еще одна пенсия, потому что жить в нищей России на одну пенсию невыносимо, точнее очень трудно, две ― это уже другое дело. Со временем дачу можно обустроить и переехать туда совсем, только, конечно, нужно изначально покупать дачу с зимним подъездом. Позволить накопить себе за всю жизнь на дачу, может позволить себе почти любой россиянин. Ведь стоит она в разы меньше квартиры. Более того, на даче нет коммунальных платежей, кроме света, то есть это вообще идеальный вариант жизни для любого мыслящего россиянина. Живя в квартире, мы только и делаем всю жизнь, что оплачиваем ненужные для жизни удобства, стоящие аховых денег. А стоит задуматься, как понимаешь, что всем этим удобствам грош цена, ведь самое дорогое удобство ― это независимость, которого квартира лишает тебя на всю жизнь.

А все удобства постепенно со временем можно провести и на даче. У меня есть знакомый, который переселился на дачу много лет назад и постепенно сделал ее благоустроенной, у него даже пол с подогревом ― получилось как загородный дом, только лучше и самое главное, что контингент вокруг нормальный, не спившиеся и озлобленные селяне, а уверенные в себе, крепко стоящие на ногах горожане.

Всю ночь на реке моторки ходили. Рыбнадзор ночью спит.

Почему дачники облепили так эту бедную реку? Ведь сегодня река никого почти не кормит, но люди интуитивно продолжают тянуться к ней. Раньше все деревни возникали только на водоемах, только тогда река действительно и кормила, и поила, сейчас осталась одна интуиция.

Опять за ночь стал частью пейзажа и паучок принял меня за своего ― сплел паутину между палаткой и скутером. Извини дружище, мне нужно ехать дальше, ты себе сплетешь другую.

Утром спугнул стаю уток ― запуганные голодными людьми птицы.

А на реке стоит резиновая лодка, в которой дедушка занимается утренней рыбной молитвой или медитацией.

Теперь еду на Алтай по заезженной хорошо известной дороге.

Истинно народный губернатор

На трассе Бийск―Белокуриха на перекрестке стоит очень красивая часовня. Установлена она на месте, где был убит (по официальной версии ― автокатастрофа) любимый всеми юморист, впоследствии губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. Рядом с часовней место для стоянки автомобилей, лавочки для отдыха. Здесь всегда кто-то есть, всегда стоит на стоянке несколько машин тех, кто решил остановить свой стремительный бег, выйти из машины и поклониться этому человеку ― юмористу, губернатору и неудавшемуся президенту России. Да, да. Думаю, что он мог бы им стать и достаточно легко, если бы его не остановили на самом взлете. Евдокимов обладал огромным потенциалом народной любви, а это именно то, что нужно президенту. А так как он еще был и великим правдолюбцем, то навряд бы остановился на достигнутом в политике (Рейган ведь тоже сначала был актером).

Можно долго спорить, кому он помешал… Ясно одно, что гибель эта была не случайна. Не удивлюсь, если у нас существует специальный «институт», который отслеживает будущих президентов.

Я смотрел на эту очень красивую часовню и мне пришла кощунственная мысль, что Евдокимову повезло в смерти. Смерть на пике народной любви, о чем еще можно мечтать. Даже мы все удивились, как сильно мы его любили.

Сам Евдокимов родился в селе Верхнее-Обском, куда я не заехал. Говорят, в родном селе он церковь так и не успел построить, только фундамент заложил.

Он хотел улучшить внешнюю жизнь, а это невозможно, ведь на земле рай невозможен. В этом смысле более правы Путины, Ельцины и иже с ними, которые делают жизнь русского человека такой невыносимой и поэтому нашу внутреннюю жизнь такой благостной. И опять вспоминаются слова старца Иоанна Крестьянкина, говорившего, что нигде он не чувствовал Бога ближе, чем в сталинских лагерях.

Михаилу Евдокимову выпала очень яркая смерть, если так можно выразиться. Сегодня такое время, что могут сказать: он умер ради рекламы. До него так же ярко уходили Высоцкий, Цой, Влад Листьев…

Кажется, это был единственный губернатор в постельцинской России, который был избран самим народом, а не посажен сверху.

Удивительно, что не будучи профессиональным политиком, а просто очень честным человеком, он добился таких больших результатов на Алтае. Говорят, Алтай до сих пор живет его достижениями. Я бы посоветовал всем нашим политикам выходить из сатириков и юмористов, если это так плодотворно для политики.

Налобиха

Сретенская церковь села Налобиха открыта в бывшем помещении милиции, которое бабушки выпросили у администрации.

Раньше в церкви был деятельный священник, отец Андрей (Тарасов), он ее поднял, потому его и перебросили в другое место. После него батюшки здесь долго не задерживаются.

А так в Налобихе видят свой храм в будущем.

Много для церкви сделала староста Людмила Стрекалова, недавно она умерла. Только благодаря ей построили дом для священника.

Раньше церковная комиссия, когда к ним приезжала, говорили: Ну как мы вам выделим священника, где он будет жить? Теперь они по копейке собрали и выкупили соседний дом для священника, но батюшки все равно нет. В Налобихе 12 постоянных прихожан. Службы проходят каждую субботу. Батюшка теперь приезжает из Косихи, отец Владислав. т.: 89293284813.

Адрес: Сретенская церковь, село Налобиха, пер. Железнодорожный, 2а, Косихинского района.

Село Полковниково знаменито тем, что здесь родился космонавт Титов, второй Гагарин. Школу отреставрировали под евро и открыли в ней музей космонавта. Школа действительно дико смотрится ― сверкающий евро-аквариум посреди нищего сибирского села. Как сказал местный житель, лучше бы озеро почистили, а то камышом совсем заросло. Церкви нет.

В России на дорогах повсеместно стоят рисованные полицейские машины-пугала. Рисованных полицейских (солдат) ставят реже, уж сильно на них народ отыгрывается. По этим надписям понимаешь, как их народ ненавидит, хотя они делают и доброе дело. Именно поэтому, когда Саакашвили пришел к власти, он первым делом реформировал милицию, сделав прозрачной. Единственно, что мешает России стать страной благоденствия, это коррупция.

С коррупцией никто не борется, с нею можно покончить приняв один единственный закон ― соотношение доходов и расходов и конфискация имущества. До сих пор этот закон не принимается, хотя все дружно кричат. Так же как кричат о наркотиках, о спиртном… но законов нет. Вообще есть мнение, что Россию готовят к перезаселению, потому что победить Россию невозможно, но ее можно перезаселить ― потому уничтожается образование, медицина, институт семьи, село и т.д.

В интернете трубят во всю о том, что Россию готовят к сливу, но ни по телевидинию, ни в газетах об итом ничего нет. Как и нет информации.

Бороться с коррупцией легко, но это никому не нужно. Не станут же они с самими собой бороться. Грузинам в этом смысле повезло, так как Саакашвили нужно было что-то противопоставить Грузии.

Когда наша Россия станет свободной, полицейских пугал на наших дорогах не будет. А пока русские, когда выбирают дорогу, они отдают предпочтение тем, где машин поменьше и полицейских меньше.

Сорочий Лог

На трассе увидел указатель «Сорочий Лог». Поехал посмотреть, что это такое.

Несколько человек мне говорило, ― езжай по более удобной трассе, я выбрал более сложную и встретился с необычным. Может я ради этого места и отправлялся в это путешествие. Господь сам составляет карту моего маршрута, главное особо не сопротивляться.

Сорочий лог ― на деревьях здесь десятки сорочьих гнезд. Сороки остались традиционалистами, как их далекие предки облюбовали это место, так они здесь и живут.

Обычное дело ― в 30-е тут расстреливали и закапывали людей, в том числе священников. Как говорят, после этого забил источник, его засыпали, он появлялся в других местах. Люди сюда ехали. А теперь тут основали женский монастырь, пока только скит. Но паломников очень много.

Я была «безгрешна», как все неверующие

Рассказ паломницы:

«Сначала я ездила в село Коробейниково, где есть чудотворная икона. Потом как здесь один раз побывала, увидела эту ляпоту и теперь каждый год езжу.

Здесь в овраге расстреливали сотни верующих людей, в том числе священников, тут же их и закапывали. Очень благодатное место. Много паломников приезжает. Здесь скит Знаменского монастыря города Барнаула. Находится четыре послушницы. Сюда не просто люди едут, едут со своими проблемами, беседуют с матушками… Постоянно едут люди, иногда автобусами, в прошлом году видела вертолет прилетал за святой водой. Воды набрали и улетели. Нужда заставит, и на вертолете прилетишь. Дня не бывает, чтоб кто-нибудь не приехал. Но вода целебная, если с верой ее пьешь, с молитвой, тогда она очень быстро помогает, особенно если молишься святым мученикам. В Кислухе женский монастырь тоже советую посетить, где мироточащие иконы.

Я тоже сильно болела ― язвы были на руках и ногах. Мне нужно было пять раз сказать, чтоб до меня что-то дошло, у меня мысли были атрофированы. Я заболела в 93 году и почувствовала, что через полгода умру, а ребенку было семь лет. Тогда я взмолилась, Господи прости меня, не знаю за что, потому что мне надо ребенка на ноги поставить. У меня сестра родная есть, она меня для начала стала в церковь водить. Купила Закон Божий, я читать люблю, узнала про десять смертных грехов ― записала на бумажку все грехи, которые я нарушила, а раньше я считала себя безгрешной, как все неверующие. Покрестилась, стала каяться и исправляться, каяться и исправляться. Здоровье мое восстановилось и на огороде у меня все стало расти, я всегда любила в огороде возиться. То я еле ноги передвигала, а тут в сад стала ездить на велосипеде за десять километров. Я не была крещенной, только погруженной, не было в деревне раньше священников. Бабушки погружали младенцев во имя Отца и Сына, чтоб они не болели, но это временно действует, потом нужно обязательно креститься.

Мне рассказывали случай, который случился в роддоме. Ребенок родился сильно больной, постоянно плакал, не пускали ни священника, ни саму мать. Она врачам сказала: Я Богу на вас пожалуюсь. Как-то ее потом пустили, она его окропила святой водой, и ребенок сразу плакать перестал и все дети в палате перестали плакать, он после этого выздоровел вскоре».

Из беседы с паломниками на источнике:

«Мы с Новоалтайска, всегда заезжаем, водичку набираем, пьем. И зимой приезжаем, а народ и идет и идет».

Можно сказать, что процесс христианизации Сибири он только начинается. Как в Сибири появляются новые монастыри? Раньше на Руси и не только селился старец и возникала Оптина или Печеры. 20 век ― это век сплошных трагедий, потому монастыри основываются на тех местах, где убивали и мучили людей. Сначала там появлялся источник, приезжают паломники, потом рождается монастырь. Потому сибирские монастыри все так молоды. И идут сюда паломники непрекращающимся потоком, даже на вертолетах прилетают.

Солоновка

От села Солоновка поехал вглубь по горной дороге, сказали, что здесь была старая горная дорога. В одном из ущельев наткнулся на староверческий яблоневый сад, сами староверы уже давно здесь не живут, а яблони редких путников одаривают. Люди давно умерли, а дело рук их живет и люди через это дело о них вспоминают добрым словом. Недалеко от сада на валуне табличка с надписью и фотографией: «Здесь жили основатели поселка Малушкин лог Аксенов Платон Валентинович 1892-1967 и Александра Куприяновна».

Потом мне расскажут, что это первый сад в этом районе, его хозяин был знаком еще с Мичуриным.

Нет, дорога эта для меня непроходима, может для серьезного джипа еще можно пробовать, а я после очередной горной реки поворачиваю обратно.

Здесь все деревни когда-то были староверческими, но староверчество уходит. Проехал староверческий погост или по нашему кладбище. Все кресты деревянные, один из самых свежих установлен аж в 61 году. Кресты староверы как и всё делали качественные, слышал, что они их предварительно несколько лет отмачивали в чем-то. Пятьдесят лет простояли эти кресты и ничего им не сделалось. Недавно был на могилках у своей бабушки, там современный памятник из гранитной крошки уже рассыпается.

Староверчество вырождается, причем происходит это повсеместно, с этим ничего не поделаешь. Взять Томскую область, староверов больше здесь нет. Одно время я ездил по староверческим деревням, приезжаешь в какую-нибудь тьму таракань, типо село Катайга, дальше которого уже и дорог нет, но староверчества там тоже нет. Раньше мне казалось, что настоящая вера осталась только у них, но староверчество оказалось нежизнеспособным. В них нет фундамента, одно-два поколения и все вырождается, дальше либо туристов водят, как староверы Алтая, либо спиваются, либо уходят в глубь тайги в неизвестном направлении и о них никто не знает, ― вроде бы такие феномены тоже есть.

Вблизи цивилизации староверчество существовать не может, цивилизация на него действует губительно. Они жили, пока боролись за свою веру, пока снаряжались карательные отряды вглубь сибирской тайги, до тех пор староверчество имело силу, как перестали их гнать, оно само по себе выродилось. Трудности нас приближают к Богу. Один мой знакомый говорил: Кого люблю, тех предаю.

Ближе к селу обследовал заброшенный староверческий дом. Здесь нашел деревянные формы непонятного назначения. По ним было видно, что когда-то они хозяевами усиленно использовались, теперь хозяева почему-то их бросили. То ли это для заготовки кирпичей, то ли еще для чего. Так я и не смогу разгадать эту загадку и только в конце путешествия, зайдя в музей крестьянской усадьбы на Алтае, узнаю, что в эти формы раньше набивался кизяк ― набивали, утрамбовывали ногами, потом сушили все лето и зимой им топили печи ― безотходное производство. Занимались этим в основном дети.

Опять вернулся в Солоновку. В этом селе сохранилась старинная церковь, которую теперь наполовину занимает клуб.

Солоновка

Рассказывает Любовь Соколова:

Маленькая слабенькая женщина, благодаря которой эта церковь и живет.

«Церковь нашу закрыли в 37 году. В 2004 году ее восстановил отец Герасим. Больной он очень был, только ее восстановил и умер. После него священники теперь у нас бывают только наездами. Правда, у нас и приход небольшой, всего человек семь. Жителей у нас около 2 тыс. Ее реставрировать надо, да где мы средств возьмем?

Сейчас приезжает раз в месяц из Бийска отец Александр какой-то. Но что мы ему можем дать, когда у меня была корова, я ему молочка приносила, а сейчас мы старые стали, скотину не держим, последние копейки от пенсии на свечки уходят. У нас и на сберкнижках-то ничего нет, хоть и всю жизнь проработали, ― умрем и похоронить будет не на что.

В церкви этой было зернохранилище, потом клуб, собственно клуб и сейчас еще до конца не выселили.

Наша Солоновка ― изначально была кержацкая деревня, у них тут был свой «собор», то есть дом, где они собирались для молитвы, к нам в церковь они не ходили. Теперь кержаков нет, старые примерли, а молодым они свою веру не передали».

Далее еду на Черный Ануй, где Денисова пещера.

По дороге встречается множество малюсеньких деревень, домов по пять-десять. В одной деревне зашел в брошенный кирпичный дом, дождь переждать. Пол здесь весь в коровьем дерьме.

За разбитым окном хлещет дождь, а в этом дерьме сладко спят десять малюсеньких поросят, для которых тут счастье, рай земной. Их мамы свиньи нет, но только стоит кому-то из них взвизгнуть и она будет тут как тут, а уж что-что а визжать они умеют. Потому потихоньку их сфотографировал и ретировался, пока мама не вернулась. И все же, как мало нужно для счастья, и в дерьме для кого-то может быть счастье. Для нас это дерьмо, а для кого-то рай земной. Интересно, что свиньи в отличии от людей, несмотря на все эти глобализации, централизации, на все эти НТР, как и прежде продолжают рожать по десять поросят каждый год.

О свиньях и не только

Не знаю, плохо это или хорошо, но свиньи перестали бродить по российским деревням и селам. В советское время это было обычным явлением. Сейчас в Сибири свиней нет, но на Алтае остались. Говорят, что свиней теперь стало держать не выгодно. То есть ее не выгодно держать в стайке и кормить целый день. Свинья должна бродить по сельской улице и самостоятельно подкармливаться, как и было всегда на Руси, как и перестало в ней быть после того как она перестроилась. Единственное место, где они еще бродят ― это некоторые алтайские селения.

Турбазная церковь

Турбаза «Искра». Один из примеров того, как появляются новые церкви ― то есть порой самым странным образом. Открыли турбазу, чтобы привлечь серьезных посетителей, открыли не стриптиз-бар, не дискотеку или ресторан, а церковь. Как сказал сторож, «построили махом», еще года нет, сейчас это только стены, алтаря и икон еще нет, даже не освящена. Будет ли это общепоселковая или только турбазная церковь, охранник не знает. Фимилии хозяина турбазы сторож тоже не знает, сказал, что вообще его в глаза не видел, а заведует здесь всем директор. Говорит, на Алтае много стало появляться воцерковленных турбаз.

Солонешное ― еще один пример того, как в XXI веке рождаются церкви. В Белокуриху приехал отдыхать обеспеченный москвич, когда-то он жил в этих местах и заехал в деревню, где родился, где лежат его предки. Ехал он туда с желанием построить церковь. Приехал, а деревни нет. Для России последних десятилетий это нормальное явление. Помолившись на могиле своих предков, он поехал в районный центр и предложил им построить церковь. Так появилась церковь в Солонешном. Имя мецената профинансировавшего храм Пермяков Сергей Анатольевич, если верить табличке на храме, надеюсь, он не обидится если о нем упомяну. Россия должна знать своих истинных героев.

Службы проходят еженедельно по воскресеньям, священник живет здесь же. Пытался его найти, но дома не оказалось.

По другой версии, рассказанной прохожим, как была создана церковь.

Приехал в Солонешное отец Виталий, до него здесь не было не то что храма, а даже прихода. Организовал приход и тут по промыслу божьему появился меценат, который дал деньги на постройку церкви. А отец Виталий приехал из Панкрушихи, где, может слышали, сгорел священник в автомобиле со своими сыновьями.

Они везли крест для храма и на них наехал пьяный камазовец, двери заблокировались, они не смогли выйти и сгорели. Везли они крест для храма Ильи Пророка, который отвечает за огонь. Да, нарочно такого не придумаешь.

А вообще, храм, это самое выгодное место вложения своих капиталов, я не то что в этом уверен на сто процентов, а на все двести. Наши предки это прекрасно понимали, потому так много храмов построено в России, потому Россия раньше так процветала. И замечательно, что в нашей сегодняшней России, которая поднимается из нищеты, из бандитизма, из депрессии ― наконец находятся люди, которые это поняли и вкладывают деньги в храм. В верующих странах, как, например, в Индии, люди специально ищут святых людей или подвижников, чтоб сделать для них что-то хорошее, дать им денег, потому что они знают, как много им будет за это возвращено. А создать святое место на пустом месте, построить храм, это то же самое или даже больше.

Скажем, этот храм будет стоять сто лет и все эти сто лет он будет так или иначе славить имя человека, его построившего. Потому представить себе более выгодное вложение средств представить себе сложно. А для обеспеченного москвича поставить такой храм ― это примерно стоимость квартиры в Подмосковье, это не очень напряжно. Если бы вы видели, какие у богатых москвичей дачи вокруг Москвы, не дачи, а дворцы окружили Москву. Одна такая дача стоит 5-10 сельских храмов.

Я уже не говорю о том, что этот храм поможет меценату и в жизни ― в семейных отношениях, и на работе и тд. Храм, это лучшая свечка, поставленная Богу, свечка, которая будет гореть всю жизнь. Причем для этого не нужно быть и особенно богатым. Знаю человека из томской глубинки, к которому приехал родной брат и они поехали на могилу матери. И тут эти сорока-пятидесятилетние мужики принимают решение построить часовенку. Сказано-сделано, несколько дней и часовня стоит.

На центральной площади в Солонешном на месте кинотеатра когда-то стояла старая церковь, разрушенная в 30-е самые сатанинские годы.

Почему вымирает деревня?

Одна из причин, почему вымирает русская деревня ― глобализация, централизация, это все понятно, это естественное веяние времени, но одна из главных причин, почему сегодня умирает село, это отсутствие в деревне храмов. Возможно, где-то они есть и в умирающих, но я на своем пути таковых не встречал. Храм ― это дух села. Если его нет, или этот храм заброшен или в него не ходят люди, значит, в у этого села серьезные внутренние проблемы. Как в селе Петухово, где живут мои родители, у такого села будут обязательно большие проблемы (о проблемах села Петухово можно просчитать в первой части этой статьи). То же самое и с городом. Взять наш Томск. Все в нем хорошо, и студенчество и научный город, но все как через пень колоду. И улицы грязные, и дороги ужасные, все потому, что в городе духовные проблемы ― кафедральный собор, точная копия храма Христа Спасителя был разрушен в 30-е годы.

Я решил помочь, чем могу, своему городу, подготовить цикл статеи и интервью об этом храме, и прежде всего чтобы узнать, нужен ли он Томску? Наброски одной из статей смотрите в приложении.

Одна из причин затянувшегося духовного кризиса России ― ее историческая вина перед помазанником божьим, которого она предала и расстреляла. А у города Томска, где я живу, своя особая вина перед царем–мучеником, человек руководивший расстрелом, еврей по национальности, выходец из Томска. Юровский стал комендантом Ипатьевского дома, где они содержались и возглавил непосредственное исполнение расстрела царской семьи. Нужно обязательно побывать в Ганиной яме на Урале, где покоятся останки царской семьи, чтоб хоть частично искупить вину.

Дядя Витя

Остановился в знаменитой Денисовой пещере, точнее рядом с нею, в домиках, где живут новосибирские археологи, ее открывшие и исследующие ее каждое лето. Здесь познакомился с «ученым» сторожем дядей Витей, который читал «пять раз и Блаватскую», и Рериха и Библию, ― как сам сказал.

Дядя Витя человек опытный, много что видел, много пережил, не знаю, как строилась его жизнь, но сейчас он оказался здесь, охраняет Денисову пещеру. С ним интересно вести беседы. Узнав о моей поезде, он просто сказал: Церковь это не для меня, церковь ― это удел слабых.

Так часто бывает, что человек всю жизнь шел не туда, особенно это было характерно для советского поколения.

Мне вспомнилось томское село Петухово, где живут мои родители. Здесь я познакомился с огромным мужиком, бывшим трактористом, сына которого не так давно безвинно посадили с пятью другими подростками и держат уже год. Весь этот год он никак не успокоится, борется в одиночку с системой, пытаясь добиться справедливости в мире, где справедливости нет. Раньше я писал критические правозащитные статьи, но потом понял, что от них людям больше вреда, чем пользы, они не увеличивают количества добра в этом мире. Зачем мне разрешать эту проблему, когда через эту ситуацию Господь ведет людей к вере.

Ну, напишу я, приедет очередная комиссия из Москвы, ну снимут очередного директора интерната или прокурора, как после статьи «Вы сюда урирать пришли» Про интернат смертников под Томском», но количество добра от этого не увеличится и справедливости, думаю, тоже. Зачем мне статьей проблему убирать, когда этой ситуацией этим людям Господь указывает на проблему, он ведет и его, и его сына к вере.

Он их ведет очень суровым способом, но ведь никто не сказал, что в жизни все должно быть так уж просто. Походил я по родителям этих петуховских подростков и только еще более утвердился, что дети эти страдают за родителей своих, зачем их вытаскивать из тюрьмы, если они все равно опять сядут через год или два и еще на более крупные сроки, ведь проблема не уходит ― кругом одна мерзость безобразия. Одни родители лежат пьяными в постели, зашел к этому трактористу, у него на стене вместо иконы висит голая баба, то есть они с сыном всю жизнь на нее «молились». И он меня теперь спрашивает: Почему Господь такое ему попустил?

Когда сторож дядя Витя, оставшийся в конце жизни без семьи, без дома, без денег, сказал, что религия удел слабых ― мне вспомнился именно этот тракторист, еще вчера он был подобен горе, ходил по селу играя мускулами, чуть не гнул подковы. А недавно увидел этого пятидесятилетнего мужика всего высохшего в инвалидной коляске у своего дома. Осталось ровно половина тракториста ― инсульт. Теперь он действительно слаб и наверно задумается о душе, о Боге, потому что Ему важнее душа этого тракториста.

Россия в глубоком кризисе, в России идет незаметная, тайная война, идущая давно, это ясно всем. И в России остался последний бастион, который еще держится ― это церковь. Об этом говорят и американские аналитики, уже все им подконтрольно, все кроме церкви и это их очень сильно бепокоит. Потому и главные нападки теперь направлены на церковь. Для дискредитации церкви нужно опустить патриарха. Поэтому в последнее время массово распущен слух о фотографии, где у него на руке часы баснословно дорогие. Я покопался в этом вопросе, оказалось, что этот снимок-коллаж был сделан во время его визита по Украине, а Украина сегодня это чуть ли не филиал США. Отсюда нападки на одну из главных святынь ― храм Христа Спасителя, где эти пляски девиц.

Церковь русская сейчас тоже не в самом лучшем состоянии. Хотя с одной стороны у нее все хорошо, так как она в благости, но ей хорошо самой в себе, других она не очень греет. Церковные СМИ массами не читаются, книги также они пишут сами для себя. Серьезных авторитетов в церкви особых тоже нет, даже старцев почти не осталось. За последнее время написана единственная церковная книга «Несвятые святые», которая интересна всем. Ее автор архимандрит Тихон (Шевкунов). Вообще считаю, что это уникальная книга. Эта книга написана монахом, но она равно интересна и для светских и воцерковленных людей. Книга ставшая жутко популярной в последе время, несмотря на немалый объем и высокую цену, она претерпела несколько изданий и общий тираж превысил как говорят несколько миллионов. Это очень смелая книга, архимандрит Тихон отвечает на вопросы, к которым даже близко не подходят другие церковники и он не боится говорить о том, что творится в России.

У археологов из Новосибирска, изучающих Денисову пещеру, здесь замечательная банька. Помылся в ней. Только ради одной этой баньки здесь стоит копать еще сто лет.

Да, в России очень плохая ситуация, но есть тенденции к улучшению. Если 10-15 лет назад больше половины молодежи мечтали стать девушки проститутками, а парни бандитами, то сейчас этот процент минимален. Но положение все равно ужасающе.

У скутера нет средней скорости. Потому что на нем нельзя ехать целый день, как нельзя скакать на одном коне. Через какое-то время нужно обязательно остановиться, чтоб дать отдых себе и коню и подумать о важном.

СЫЧЕВКА

Въезжаю в новую деревню, абсолютно незнаемою мною, сколько живу, но не знал ее. Сейчас она будет наконец мною познана и познана уже на всю оставшуюся жизнь.

Доехал до Сычевки перед Белокурихой. Одни поля поля, спрятаться негде.

Пристроился в кустах. Стали нападать совы, вероятно это и есть сычи, не нападают, а пугают, тем самым говоря: «Мы здесь настоящие хозяева, уходи отсюда». Это их место, а я тут ночевать собрался.

Раньше деревни называли правильно, не какой-нибудь Путь коммунизма. Живут здесь сычи ― значит сычевка. Природа она традиционна, никуда, даже в другую деревню не переселились эти сычи. И река здесь Сычевочка.

30 сентября ― ночью было жутко холодно, хоть газовую горелку в палатке включай. Нет, Сибирь это Сибирь и ни какие изменения климата ей не помогут. Утром вся трава в маленьких льдинках. Проведешь рукой по траве и у тебя в ладошке остаются льдинки. И вода в бутылке покрылась за ночь толстой коркой льда.

В небольшой Сычевке около трех тысяч жителей, но здесь аж две церкви ― часовня на погосте, построенная местным главой совхоза Александром Глумовым и освященная в честь его матери по имени святой Зинаиды. И вторая главная пусть и «нелегальная» церковь, как ее здесь называют, находится на втором этаже дома культуры ― церковь Казанской иконы Божьей Матери. Службы в ней происходят редко по большим праздникам, когда приезжает священник. Присматривает за церковью староста Сергей Дмитриевич Муравьев. Открыта она для прихожан каждое воскресенье. Нелегальна она, наверно, потому, что переезжает с места на место ― и в школе была, еще где-то в центре поселка, теперь тут.

Адрес для тех, кто хочет помочь церкви: село Сычевка, Смоленского района, Алтайского края, ул. Набережная 26, Сергею Дмитриевичу Муравьеву. На восстановление церкви Казанской иконы Божьей Матери, тел.: 89237939396

На этом месте, на стадионе находилась старая церковь, снесенная в 30-е годы села Сычевка.

Сказ о меценате из Сычевки Александре Михайловиче Глумове поведанный местной жительницей Н.

«Когда мы работали на него, мы его все материли, а когда он умер, и совхоз наш купил чужой дядя, мы поняли, какой это был хороший руководитель и как он много для нас делал. Я тоже его по всякому костерила. Он и больницу нам построил, которую начал строить уже смертельно больной и успел достроить, и стадион построил, сам бывший спортсмен, и людям постоянно помогал кому чем мог. Он был отсюда родом, а это много значит. Здесь у него теперь живет отец, сестра незадолго до него умерла, зять через два дня после него умер, сердце не выдержало, ― одни сплошные трагедии.

А тому дяде, что купил наш совхоз, мы не нужны, у него много таких совхозов, он церкви или больницы не строит, он вот магазин достраивает, а зарплату как не платил, так и не платит. Я тоже у Господа потом просила прощения, что осуждала его вместе со всеми, но видно нельзя было по другому тогда, время было тяжелое. Сестра его была вообще ангел во плоти, он мужчина пожестче, она сама доброта. А когда его не стало, мы поняли, что не нужны теперь никому ― и я уверена, все у него прощения просят, потому что злоба людская его наверно и сгубила, всего пятьдесят лет прожил ― служил людям и за них голову сложил».

Уникальное Ново-Тарышкино

Село Ново-Тарышкино самое уникальное на Алтае ― в одном этом селе три церкви трех разных конфессий, православная, адвентистская и лютеранская и еще часовенка на кладбище, лес для которой привозили из самого Красноярска. Получается по церкви на каждую тысячу ново-тырышкинцев. А все от близости к Белокурихе.

Бродя по этому селу Ново-Тарышкину, я думал, что Михаил Евдокимов отсюда родом ― и стадион его именем назвали и монумент поставили. Но был он тут всего один или два раза на дне села. Правильнее было бы это все сделать в его родном селе, но оно слишком далеко от туристических троп.

Село Катунское. За этим памятником, смотри фото, стоит крест на месте, где похоронен последний священник церкви Николая Чудотворца, разрушенной в 30-е годы. Сейчас они открыли временную церковь в одном из выделенных зданий.

* * *

Куда спешить в этом мире, ведь главные мысли приходят из тишины.

Остановился в долине меж двух хребтов. В этой ложбинке ходит стадо коров и пастух на коне. Все очень далеко от меня, мелко, до стада около полукилометра. А до меня доносится перезвон колокольчиков, как будто где-то звонят колокола отдаленной церкви. Наверно, не случайно корова в индийской традиции ― святое животное. Действительно, какой подарок небеса нам сделали, что бы мы делали без коровьего молока, масла.

Далее помещаю отрывочные зарисовки по продвижению на юг Телецкого озера.

Церковь в Онгудае очень старая, 1856 года постройки, фундамент недавно подвели, а то как сказал священник, морозы такие, что на службе подошвы к полу примерзают.

Дикий Алтай

Еду на юг Юелецкого озера, где русских нет вообще.

В селе Коо зашел в церковь святителя Николая 2000 года постройки. В Коо 70 дворов, 200 жителей. По воскресениям проходят службы ― общие молитвы. Священник приезжает только один раз в месяц. Я был как раз в воскресенье, пришла одна бабушка.

Фотоаппарат в поселках, мне сказали, не доставать, потому что каждый второй алтаец пьяный, а пьяный алтаец это невменяемый алтаец.

Деревня Балыкчя. Проехал мужчина на коне, сзади у него сидит сын. Когда-то его так же возил отец, и дед возил отца, и прадед, ― у всех было все одинаково. И в том, что проехал этот всадник сейчас по долине Чулышман ― и состоит великая правда жизни.

Заехал на юг Телецкого озера, дальше дороги нет. Жуткий холод, ветер просто рвет все, это самое наверно дикое место Алтая. Бродят огромные голодные собаки, но очень добрые.

Чаек на Телецком озере нет, видимо они в этом холоде не выдерживают.

На Алтае я теперь еду по местам продвижения в глубь Алтая алтайских миссионеров, более 100 лет назад начавших христианизацию языческого Алтая.

Ветра на юге Телецкого озера просто страшные и при этом в долине Чулышман везде растут яблоневые сады. За яблоками сюда едут со всей Сибири, говорят, здесь зимние сорта.

В Балыкче на другом берегу реки Чулышман когда-то был монастырь. Сейчас остался один фундамент. Из древних намоленных бревен разобранного монастыря сложили здание администрации и клуб.

После Балыкчи у дороги усадьба и вокруг нее огромный яблоневый сад. На воротах надпись «яблоки». Въезжаю в ворота. Вышла хозяйка, молодая алтайка. Стали с ней ходить от дерева к дереву, здесь так принято, пробуешь яблочко, понравилось, собираешь сколько надо, потом идешь дальше. Сказала, что сад этот посадил еще ее дед.

По всей России прокатилась волна сбора вторсырья, но до Чулышмана она так и не дошла. Здесь то там, то здесь валяются предметы былой советской сельхоздеятельности.

Юг Телецкого ― это одно из последних мест горного Алтая, куда еще стоит ехать, если ты решил посетить настоящий исконный Алтай. Здешние земли еще не подвержены туризму. Сюда стоит ехать только для того, чтоб увидеть дикий Алтай, но сюда мало кто едет. Туристы по прежнему едут куда угодно, но только не на юг Телецкого. Я тоже долгое время слышал, что юг Телецкого это последнее место на Алтае, куда русским ездить нельзя. Русских здесь, действительно, нет, туристов тоже очень мало.

Что из себя представляет берег Телецкого озера? Это небольшой обрывок штормового моря, зажатый меж скал. Купаться в нем невозможно, даже мысли такой не появилось, ветер был такой, что даже стоять трудно. Постоял полчаса и ушел в лесок, палатку ставить.

Я давно езжу на Алтай и застал Алтай еще не туристический, видел, как он постепенно заселялся туристом, ― я наблюдаю гибель Алтая. Сегодня вы не встретите исконного Алтая, не увидите алтайца, у которого при разговоре с вами не «включался» бы в глазах денежный счетчик. Алтай загублен однозначно, и осталось всего несколько последних островков, куда не проник дух рубля и доллара. Это подножие горы Белухи и юг Телецкого. У Белухи я побывал в прошлый раз, для меня на Алтае оставалась последняя терра-инкогнито, юг Телецкого.

Алтай ― как психотренинг

Теперь я знаю, что посетить эту землю можно, но в глубинном Алтае, на том Алтае, куда так и не проникли русские, несмотря на многовековую русизацию Алтая, есть определенные правила поведения для русских. Просто это пока другой мир, в котором нам нет места. Поэтому здесь какие-то привычные нам вещи делать нежелательно. Например, в деревне нельзя фотографировать, особенно дорогой техникой, алтайцы этого не любят. Нельзя останавливать машину у магазина, лучше в сторонке, потому что магазин ― это всегда центр разврата и порока, и Алтай тут не исключение. У магазина всегда околачивается пьяный алтаец, который обязательно станет с вами знакомиться. Даже если он не поведет себя агрессивно, трудности все равно доставит ― он полезет к вам в машину, со всеми перездоровается за руку, узнает о наличии спиртного, попробует занять до завтра денег и т.д. Другое обязательное правило поведения на Алтае: здесь нельзя грубить, нельзя не выказать уважения, даже любовь к хозяину этих мест, алтайцу. Он должен почувствовать, что он здесь хозяин, а вы всего лишь погулять сюда пришли. И вообще тут при общении с людьми нужно доставать из себя все самое хорошее, что у тебя есть и осталось, потому что Алтай еще дик, чист и естественен, и он требует того же. Людям с плохим характером на Алтай лучше не ездить ― скорее всего с ними тут ничего не случится, но чувствовать они себя здесь будут не в своей тарелке.

Пусть местные алтайцы грязны, нищи, насквозь пропиты, но в них жива гордость за свою землю, как у всякого маленького народа. Еще они не терпят лжи. Можно сказать, что глубинный Алтай ― это один сплошной психотренинг для современного цивилизованного человека. Таких мест на постсоветском пространстве осталось очень мало.

Китайский скутерист

Теперь я хочу ответить на вопрос, почему я, русский, езжу на «китайце»? Это не неуважение к отечественной технике. Напротив, я люблю все русское, я даже считаю, что сегодня осталась единственная страна в мире, где еще можно жить и не деградировать, это Россия. Я патриот всего русского, но не автомобиля, не техники.

И потому чтобы не писать плохо об отечественной технике, которая только вступила на путь развития, я предпочитаю ездить на иномарках ― либо стареньких «японцах», с которых я начинал, или новеньких китайцах ― тем более что в России наступает век китайского машиностроения. А чисто русских скутеров в России попросту нет. Да что скутеров, нет даже мотоциклов и велосипедов, оказывается мы перестали производить даже велосипеды.

Потому я считаю, нужно быть патриотом во всем, кроме автомобиля.

Последние годы я стал ездить на «китайце» ― не то что бы мне это нравилось, но это вынужденно. Я езжу на нем и постоянно удивляюсь, что он едет. Потому что вокруг я слышу другое ― ресурс у китайца очень небольшой, для путешествий он не предназначен и тд. Но нового «японца» я купить не могу, российская промышленность скутера и мотоциклы не производит, остается только Китай. И оказалось, что путешествовать на нем тоже можно, но тут тоже есть свои правила: 1) не нужно выбирать самую дешевую марку, 2) скутер перед поездкой должен побывать в руках мастера, 3) и нужно его бережно эксплуатировать.

О лучших в мире машинах

Едешь по Сибири и жутко становится, потому что каждая вторая машина ― это японская. Хочешь не хочешь, но приходится признать, что на сегодняшний день японцы производят лучшие в мире машины и эти лучшие в мире они делают именно для себя, потом отдают нам. Сибиряки это поняли, они это прочувствовали за те годы свободы, что им было позволено покупать те машины, что им нравится ― теперь лавочка закрыта. В силу налоговых приграничных махинаций поток машин из Японии уменьшен в 10, а то и более раз. Спросил у знакомого, гонявшего 10 лет «японки» в Сибирь, как у него обстоят дела с поставками? Говорит, если раньше он мог 30 машин в год привезти, то сегодня 1-2. А это значит, что каждый второй сибиряк в скором времени вынужден будет задумываться, на какую машину ему пересаживаться. На русскую машину после «японки» не сядет никто. Да, русские машины надо продвигать, я согласен с нашим президентом, но продвигать их надо где-то в Эфиопии или на Огненной земле.

Быть патриотом в России ― это не значит, что ты должен ездить на отечественной машине. Машина должна быть качественной, должна просто ездить, это ее главная функция, других задач у автомобиля нет.

Руководитель своей страны должен сделать так, чтоб его народ ездил на качественном авто, а качественные авто в России ― это те, на которых ездят чиновники. После того как нас очередной раз попытались уговорить пересесть на продукцию «АВТОВАЗа», я проходя мимо томского Белого дома посмотрел, на чем ездят областные чиновники. Это был обед, на стоянке стояло около ста машин, в каждой второй сидел личный шофер и все эти автомобили за исключением одной «Калины-лада», которая наверно случайно сюда приехала, были новенькими иномарками. И сразу сам собой возникает вопрос ― почему народ должен ездить на том, на чем люди вообще не ездят? А чиновники, которые нас хотят пересадить на «ВАЗы», сами их за машины не считают. Я задал этот вопрос знакомому, тот ответил, что просто они свой народ держут за быдло. Очень интересное объяснение. Я не могу не прислушаться к его мнению, потому что он всю жизнь за баранкой и у него во дворе стоит четыре отечественных автомобиля, только одно из которых всегда на ходу.

Въезжаю в очередную деревню. Ты знаешь, что и людей этих, и деревни эти, и по дорогам этим ты, скорее всего, больше никогда в жизни не поедешь. Все, что сейчас происходит, это все происходит единственный раз в жизни, потому ты достаешь из себя максимум доброты, чтоб дать этим людям, и на дороги эти смотришь другими глазами, пытаясь в них вскрыть, понять самую суть. Хотя это и обычные, как всегда, серые полунищие дома, кошки, собаки.

Проехал деревню Лебеди. Утро. Из каждого дома корову выводят. А у нас в пригородных селах коров теперь держат редко. Кто-то мне говорил, что по количеству коров можно понять, насколько благостна та или иная деревня.

Остановился у дороги. Проходившая мимо бабушка мне посоветовала: «Вы здесь не стойте, перейдите на другую сторону, а то сейчас коровы пойдут, вас собьют». Да корова ― это центр деревенского мира, вокруг них все вертится, пока есть корова, деревня живет, нет ― она чахнет, болеет и гибнет.

Проехал патриархальное Цыпино, даже магазина здесь нет. Это же замечательно, что в России есть селения, где нет магазинов. Причем, деревня достаточно большая. Они тут самодостаточны. Ну что человеку надо для жизни и счастья ― хлеб испекут сами, мясо свое, молоко свое, яйца свои, то же и о фруктах можно сказать. Многие ли сегодня могут сказать, что они едят все свое, то есть экологически чистый продукт. Сейчас вся Европа задыхается не только от кризиса, а от того что есть нечего ― все ненатуральное. Происходят ужасные вещи, русские стали возвращаться из Европы, потому что им там есть нечего ― возвращаются в ужасную Россию, где жить невозможно, но продукты еще натуральные. Вот я пришел к еще одному выводу, чем менее цивилизованная страна, тем там качественнее продукты. Тогда спрашивается, зачем нам нужна эта цивилизация?

О смысле жизни

Все религии в главном одинаковы, например, в любой религии так или иначе присутствуют все заповеди. И два верующих человека всегда легко договорятся, даже если у них разные веры. Теперь у меня есть твердое убеждение, что для меня все не закончится с моей смертью. Что человек приходит для выполнения какой-то важной задачи. Но какой? Ведь не только для того, чтоб родить детей и построить дом, ― это явно второстепенные задачи. Тогда для чего? Над такими вопросами нужно иногда задумываться. Мы обычно не так часто обращается к этим темам. Паломничества тем ценны, что здесь главные вопросы подступают очень близко. И в паломничестве мы пусть чуть-чуть но уподобляемся Христу и другим учителям. Ведь не случайно, стоит тебе отправиться в путешествие, как все церкви мира, во всяком случае православные, начинают молиться о тебе. Не случайно же это.

Дома у поселян здесь хорошие, не богатые, но хорошие ― это разные вещи. В каждом дворе есть транспорт, импортных машин нет, только отечественные.

Государству нужна централизованная власть. Не то что Москва и т.д., а чтоб все жили в городах, чтоб все были под боком, власти так удобнее. И тот молодой мужик, ехавший в телеге, и вот этот мужик, стоящий в своем огороде. Все они эти мужики в одиночку сопротивляются этой политике государства. Но государство с другой стороны понимает, что город это все же не благо, что разрушение деревни ― это тоже не благо. На власть иногда находит, его затуманивает, и оно выдает то подъемные кредиты фермерам, то семьям молодым землю и лес на строительство дома. Мы вот тоже уже второй год стоим в очереди на получение земли. Проще было бы ее просто купить, но я не понимаю, почему я русский человек должен покупать свою землю, и у кого я буду ее покупать?

А этот простой русский мужик в одиночку сопротивляется политике государства. И он ее побеждает, из года в год, из века в век, и победит скорее всего, потому что если он не победит, это будет конец России. Этот мужик есть главный герой, главный спаситель России ― не Киркоров, не Задорнов, не Путин. Пусть об этом мужике никто и не знает и никогда и не узнает. Так же как и великую войну выиграл не Жуков, не Сталин, а Неизвестный солдат. Если он проиграет, это будет всеобщий конец и заговорим мы по-китайски или американски. Будет все то же самое, но по-китайски.

Пытаюсь полевыми дорогами пробиться на Топки. Заблудился, людей нет, спросить не у кого. Встретил семью, едущую в телеге. Молодой мужик, жена, маленькая дочка и в телеге еще лежит только что родившийся теленок со связанными ногами и две собаки бегут рядом ― не телега, а целый мир деревенский. Спросил о дороге, посоветовали ехать за ними. Телега идет со скоростью 15 километров в час. В моем скутере 4 лошади, скутер идет в среднем со скоростью 60 километров. Все правильно, ровно четыре лошади. А я раньше не мог понять, почему в моем скутере ровно четыре лошади .

Не смогу объяснить, но почему-то мне нравится как комбаин идет по полю ― есть в этом какая-то высшая правда, это не обычный проезд машины, здесь некое сакральное действо.

Раньше всегда проезжал Топки, думал ― ну что это за городок, деревня ― серое все, люди все казались замученными, заморенными, прокопченными. А тут заехал к ним на центральную площадь, где стоит и самолет, и бронетранспортер и танк. У нас в огромном Томске нет ни одного танка на весь город, только в одном дворике стоит замученная детьми самоходка.

На небеса с мигалкой не пускают

Встреча на кузбасской трассе. Проехал кортеж с кучей охраны ― впереди «мигалка», сзади «мигалка», справа длинный джип «защиты» ― и все это охраняет одного чиновника в «Мерседесе». Как говорит Жванецкий: На народные деньги охраняют от народа же.

А кто решил, что он такой незаменимый, чтоб его жизнь для народа обходилась столь дорого? Пока наши политики будут так поступать с народными деньгами, у нас ничего не изменится, и мы будем продолжать жить в этом г., которое нас всех окружает, как только мы выходим из своих домов. А ведь это только чиновник местного пошиба.

Передвижение ― это счастье

Откуда мы знаем, может человек на самом деле должен жить в постоянном передвижении. Может в том и есть нормальное человеческое счастье. Счастливо ли сейчас человечество? Думаю, не очень. А почему мы решили, что это происходит не потому что мы осели в городах, деревнях, хуторах и станицах… То есть мы сидим на одном месте и ничего не видим. Ну, сколько человек всего выезжает за пределы своей области. Процентов десять. А за пределы страны? 1-2 процента. Но это же ужасно. Человек должен быть открыт для новых знаний, встреч и впечатлений. Иначе наступает преждевременная смерть. Думаю, недаром за каждой службой Церковь особо молится о «плавающих и путешествующих». Странники, далекие и близкие, они воистину благословенны для учеников Христовых, потому что и Бог был Странником!

Он, который есть истина и путь. Один путешественник сказал мне: Можете верить, можете нет, но с тех пор как я вышел на путь, с тех пор как я начал путешествовать, у меня не разу не портилось настроение». Он нашел свою истину, потому и обрел счастье.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Как и обещал ранее, прилагаю свою статью о захоронении на севере Томской области.

Дважды распятые

Посвящается моему прадеду Прозорову И.Е. и дяде Продорову А. И. убиенным в 30-е годы.

Судьба занесла меня в Карелию. На дороге я увидел странный указатель в глубь леса и надпись «Сандарма». Я поехал, сам не знаю почему. Где-то с полкилометра ехал по отличному асфальту и вдруг открылось нечто. Сначала появился огромный обелиск, поверженная птица, далее часовня, в часовне лежала книга с тысячами имен. И кругом молодой лес и весь этот лес в крестах. Я стал ходить меж крестов, все жизни здесь заканчивались 37, 36, 38 годами.

И мне подумалось, а почему в Сибири, где под каждым кустом лежат чьи-то кости, нет ни одного подобного мемориала. Только в одной Томской области, Нарымском крае, обнаружено пять массовых захоронений 30-х годов. И я решил создать свой памятник, поехав на север, собирать материал пусть не о самом большом, но о самом громком захоронении. Когда мертвые возопили, земля обрушлась и на свет изумленным людям явились мумифицированные трупы сотен новомученников ― мужчин, женщин и детей, уложенных штабелями друг на дружку. И растерявшиеся партаппаратчики, прямые наследники той системы, не смогли ничего придумать лучше, как приказав трупы топить в реке. Это уже был 79 год.

Режиссер Андрей Тарковский, всегда носил в портмоне фото Сталина. Когда у него спрашивали, зачем он это делает. Отвечал: «Мы не должны об этом забывать». Я тоже ставлю свой памятник для того, чтоб мы не забывали об этом. Потому что как только мы об этом забудем, Колпашевский яр повторится вновь.

Эта статья построена на прямой речи, воспоминаниях людей, видевших все это воочию.

Первыми захоронение обнаружили мальчишки, взрослые всполошились, когда они стали играть в футбол человеческими черепами. Милиция приехала только на следующий день, они попросту не поверили…

Зато потом, оправившись от первого шока, приняли неожиданное решение. Хотя почему неожиданное, по всей стране с обнаруживавшими себя массовыми захоронениями 30-х поступали по одному стандарту, оно уничтожалось, ни о каких перезахоронениях не могло быть и речи. Государство не собиралось признавать свои ошибки. Массовые захоронения и сегодня крайне непопулярны и государство всеми силами старается стереть память о них.

Опасную зону обнесли забором и начались работы по уничтожению захоронения. Почему-то решили, что с берега работать неудобно. К яру подогнали мощнейший буксир, который своими винтами стал вымывать берег. Что-либо более бесчеловеческое придумать было нельзя. Берег стал обваливаться, земля тонула, но мумифицированные останки тонуть отказывались. Это было неожиданно. Тут же приняли решение привязывать к ним грузы и топить. Но мертвые возопили, удержать их никто не мог, даже всесильная советская система ― многие тела поплыли по течению и начались звонки в милицию об обнаружении «утопленников». На этом месте в 30-е-40-е годы располагалось НКВД, обнесенное со всех сторон четырехметровым забором. Известно, что Колпашево было местом, где приводились в исполнение смертные приговоры, по отношению к репрессированным со всего Нарымского края

Расстреливали семьями ― в захоронении было много детей. Не поддается разумному объяснению: «При чем же тут дети?». Мы поражаемся жестокой расправе советов с царской семьей, забывая, что семей, подобных им, в те годы были тысячи, а точнее десятки тысяч и памяти о них нет. Царская семья праславляема церковью ежедневно, остальным нет места. Памятники нужны не мертвым, памятники нужны живым. Почему же у нас их нет. Только в одну Томскую область было сослано о меньшей мере 600 тыс. ссыльных, каждый десятый был расстрелян, но все, что мы смогли сделать для них, это поставить убогий «Камень скорби» на Новособорной площади.

Далее мы приводим слова очевидцев этих событий. Лучше их никто не расскажет.

Черепанов Владимир Петрович, капитан теплохода, размывавшего берег.

9 мая 1979 года я был вызван в кабинет начальника томского речпорта, в кабинете помимо председателя прторганизации находились два незнакомых мне товарища, которые представились работниками КГБ. Их интересовал вопрос технических возможностей теплохода ОТ-2010, на котором я в то время работал. В частности интересовались возможностью размыва грунта. Сказали, что этим способом нужно убрать захоронение с Колпашевского яра. Ипользовать технику на кромке яра, высотой 25 метров было невозможно, поэтому они решили остановиться на применении теплохода…

…На следующий день… Часа через два после размыва берега грунт обвалился вместе с человеческими останками, все это падало в реку и размалывалось винтами. Трупов было много, очень много, количество никто не фиксировал, да и сделать это было невозможно. Трупы плавали, кагэбэшники их фотографировали. 1) На мой запрос о предоставлении материалов по Колпашевскому захоронению в Томском ФСБ ответили отказом… Теплоход почти весь ушел в берег, образовалась бухта.

Мыли с 11 по 15 мая круглосуточно, пока не перестали из грунта выпадать трупы. При размывании яра ощущался очень неприятный резкий гнилостный запах. Мы работали абсолютно бескорыстно. Выполняя эту работу, я считал, что выполняю ответственное государственное задание.

По окончании работы меня повезли в КГБ на черной «Волге», было страшно. От имени Ю. В. Андропова вынесли благодарность за отлично выполненную операцию и подарили приемник «Томь».

Теплоход стоял перпендикулярно берегу. Отбойной волной винтов начали мыть берег. Мыли часа два. Сначала падали кости. В срезе яра была одна яма-захоронение. Когда содержимое ямы обвалилось, появились темные прямоугольники, (предвестники новых захоронений)…

Трупы из ям стали падать в воду. Верхний мерзлый слой земли обваливался большими глыбами, по мере размывания нижнего талого слоя грунта.. Трупы были целые, разной величины ― в том числе и детей. Видел на трупах розово-белое белье. Запах был ужасный, врагу не пожелаешь. Мы люди подневольные, делали, что прикажут.

Вспоминает рулевой моторист теплохода «Заря» Вайсбеккер Р. Р.:

Летом 79 года мы возвращались на теплоходе из рейса и увидели у берега два теплохода, которые мониторами (винтами) вымывали берег. Мы подошли на «Заре» ближе. Теплоходы мощными струями воды размывали берег, и оттуда в воду падали трупы людей… Когда наша «Заря» стояла на причале, мы увидели, что мимо проплывает труп. Из любопытства решили вытащить его на палубу. На трупе была одежда, но когда я за нее взялся, она стала расползаться и проходила между пальцами, как воздух. Это был труп мужчины лет 40-45. Внешний вид его хорошо сохранился, как будто он умер недавно, но тело было как каменное. Одет он был в белое нижнее белье: кальсоны, рубашку. На левой стороне черепа обнаружили небольшое круглое отверстие, было похоже на выстрел из мелкокалиберного оружия. Потом к нам прибежал начальник речпорта и работник КГБ, вынудившие столкнуть труп обратно в реку.

Чепуров С. Ф., в 79 году работник уголовного розыска:

Трупы вымывали по ночам, затем привязывали к ним груз и топили в реке. Однако не все успевали потопить, часть плыли по реке. Сам я находил трупов семь, как по Оби, так и по ее притокам. Вернее, не я сам, люди сообщали в милицию и раз я работал по розыску, то мне приходилось выезжать на место обнаружения трупов. Все трупы были внешне похожи: коричневые, плоские, с отверстиями в затылочной части. Из семи обнаруженных одна была женщина. Никаких проверок не проводилось. Я действовал согласно принятому решению руководства. На месте обнаружения их и закапывали.

Вспоминает А. В. Витюк, начальник объединения «Агропромстрой»:

Наше предприятие стояло на берегу, сторож сказал, что к берегу прибило труп. Позвонили в милицию. Те говорят: «Если есть отверстие в затылке, тогда пусть плывет дальше». Посмотрели, в затылке действительно было отверстие. Мы привязали к трупу камни и оттолкнули от берега.

Вспоминает Меринов Б.Е., в 30-е годы старший оперуполномоченный колпашевского НКВД:

Новосибирск утверждал, кого расстреливать. Потом из тюрьмы приводили и стреляли в НКВД. Расстреливали из мелкокалиберного оружия. При мне несколько раз приводили этапы по 50 человек, назад никого не уводили. Хоронили во дворе. В 65 году ко мне обращались из КГБ, показать места захоронения, что я и сделал. Они говорили, что для эксгумации трупов. Я исключаю, что в найденном захоронении были трупы дезертиров ВО войны. Тех отправляли в Томск.

В 60-е годы была предпринята попытка уничтожить захоронение.

Приложение 2

Храм Христа Спасителя в Томске

Я задумал создать цикл статей на тему ― нужно ли восстановить кафедральный собор в Томске. Предлагаю вашему вниманию набросок первой статьи.

Некогда в Томске на Новособорной площади находился главный городской собор, точная копия Храма Христа Спасителя. Сегодня, гости нашего города, оказываясь на Новособорной площади, удивляются, где собор.

Попытаемся найти ответ на этот непростой вопрос вместе с историком-краеведом Скворцовым Геннадием Владиславовичем.

Собор как решение проблем

21 год назад уже была попытка восстановления Троицкого кафедрального собора, мы тогда пошли от малого, хотели на месте собора построить часовню. Эта часовня спроектирована в стиле Троицкого собора, впоследствии она должна была войти в его ансамбль. Патриарх освятил закладной камень, были вбиты сваи... , но до сих пор нет ни часовни, ни собора.

Троицкий собор ― это ключ к решению многих городских проблем, и нравственных, и душевных, и экономических. Потому что в 17-м году был брошен вызов небесам. Тогда Господь нам сказал: хотите жить без Бога, ну и поживите.

Меня спрашивают: А зачем он вообще нужен? Известный американский политолог Бзежинский (?) сказал: В России мы полностью владеем ситуацией, нам все подконтрольно, кроме православия. В материальной сфере они овладели всем, в духовной ― еще нет, и это их сильно раздражает, тут они чувствуют свое бессилие. Отсюда и эти новые гонения на церковь.

Губернатор

Восстановление собора городу вполне по силе. Единственно, мэр и губернатор должны объединить свои усилия, что не случилось при прошлом губернаторе Крессе. Жвачкин (новый губернатор Томской области) скажет, и через два года собор будет стоять, тем более, что здание Газпрома будет напротив. Как в Омске, один человек сказал, и через год кафедральный собор стоял.

Виктор Кресс с опаской посматривал на коммунистов. Он очень боялся за свой партийный билет. Они все скованы мертвецами, мертвые держат живых. Как и писатель-коммунист Заплавный, но у Заплавного хоть душа христианская. Они забывают, что мы все пред Богом, когда Он призовет, партийный билет спрашивать никто не будет.

В 90-х известный томский предприниматель Тютрин хотел поднять Троицкий собор. Сейчас о нем вспоминают как о создателе театра «Версия», подаренном жене, но тогда он мечтал поднять народ и построить не театр, а собор.

Византийская симфония

Троицкий собор не нужно восстанавливать с нуля, у него сохранился фундамент. Когда в Москве Храм Христа Спасителя восстанавливали, на его месте был бассейн, лужа и все равно его поставили.

У Троицкого собора были подвалы, причем огромные подвалы и они должны сохраниться. От собора отходили подземные ходы к дому губернатора и дому архиерея. Какая в этом была идеология? Если мы стоим на западе, то по левую сторону у нас церковь, по правую государева власть, получается та самая византийская симфония, власть и церковь, симфония духовной и светской власти. Церковь от государства тогда отделена не была, а расцвет любого государства приходится именно на тот момент, когда они слиты. Сейчас некоторые церковники говорят: Зачем нам соединяться, будем опять отвечать за грехи государства. Все это ерунда. Даже если б церковь и была отделена, никто б эту власть не пощадил. Любая война или революция, это прежде всего духовные интересы, а потом уже экономические. Все войны имеют религиозный характер, а то что говорят нефть, газ, полезные ископаемые… ― это просто внешнее объяснение.

Новособорная площадь была очень красиво организована: Собор стоял в центре, он собой консолидировал единство светской и духовной власти; губернатор представлял светскую власть, епископ духовную; идеология Ново-соборной площади ― это государев комплекс. Потом вырывают Собор, в епископии открывают органный зал, в алтаре теперь стоит орган; в доме губернатора открывают дом ученых и ресторан. В итоге на площади начинают проводиться светские сборища и площадь становится как бы символом разрушения государственности российской. Великая идея возрождения Томска опущена ниже некуда.

Еще этот фонтан установили, эти дешевые памятники, ― все мелко и нелепо. Вместо государственности, мощного организующего символа ― все заставлено какими-то революционными камнями, нелепыми памятниками, ― балаган из государственности российской. Памятник Татьяне какой-то появился на фундаменте храма ― причем модернистско-футуристического характера. Здесь только Леонтия Усова не хватало, томского Никоса Софронова, с его пьяными мужиками.

Между прочим, губернатор Жвачкин сейчас может взглянуть в окно и сказать: А кто разрешил поставить возле славянского базара это безобразие, этого квазимоду, эту пародию на Чехова. Звонок и трактор поволок... В лучшем случае, его место где-нибудь в музее современного искусства. Говорят, этот памятник финансировал депутит Чингис Акатаев, ну и пусть поставит его у себя во дворе или на даче, зачем ему стоять в центре университетского города, славящегося своими культурными традициями?

Провокационное искусство

Это не искусство, это провокационное искусство, после таких вещей начинаются танцы в храмах полуголых девиц. Усовы рождают хаос, это не люди гармонии. Такие памятники появились не только у нас, эти пьяные мужики расставлены везде, это целая программа спаивания, дебилизации России. Это не усовская идея, это задача разрушения России.

Если вам нужен памятник, восстановите Шишкова у речвокзала. Столько лет стоит пустой постамент. А ведь это самый известный писатель земли томской. Еще удивляемся, что нас туристы нас не уважают, не едут ― и город старый, и деревянное зодчество вроде есть, а они все равно не едут. Что они тут увидят, голые постаменты, сожженные деревянные дома? На Тверской 13 сожгли красивейший дом, построенный в год рождения Пушкина в 1899 году. Теперь он год стоит без крыши. Его обнесли забором и его заливают дожди, ― участь его предрешена.

Дело в том, что памятник Шишкову стоял не на своем месте. Первоначально в 53-м году его установили на берегу Томи, он должен смотреть на реку, как и было задумано изначально ― Шишков очень любил смотреть на реку и провожать пароходы.

Томск ― центр

Томск не случайно стал центром науки. В Томске находится астрофизический центр Европы. Как говорят, кто владеет этой территорией, тот владеет миром. Это был самый крупный собор, стоящий в центре Евразии. Это не мы, русские, из своих амбиций, так решили, так говорит целая наука.

В 91-ммэр Макаров был готов поддержать, церковная власть была готова, архитекторы поддерживали, выпадал только губернатор Кресс. Мэр даже переименовав площадь в Новособорную.

А сейчас получается абсурдная ситуация, люди приезжают из других городов и начинают на Новособорной площади искать глазами собор. Если мы не возродим собор, то площадь нужно назад переименовывать в Революционную или Старо-соборную.

На сегодняшний день в Томске восстановлены почти все утраченные храмы. Когда мы подняли этот вопрос в 91 году, во главе епархии стоял отец Леонид. Он ответил, что сначала нужно восстановить Богоявленский собор на площади Ленина, а уже потом переходить к Троицкому. Но Богоявленский собор уже давно восстановлен.

Я был в Богоявленском соборе на вербное воскресение, стоял на лестнице, в него даже войти было невозможно. Этот собор не строился как кафедральный, он не способен вместить всех желающих. Это интересный памятник ХVIII века, но это была обычная приходская церковь. А Троицкий собор вмещал до 10 тысяч человек и это при том, что он строился при 100-тысячном городе, а сегодня у нас полмиллиона и 80 процентов томичей, по последней переписи, заявили себя как православные.

Уходить от этой темы нельзя. Рано или поздно Троицкий собор все равно нужно восстанавливать ― в 90-е было еще рано, теперь в самый раз. Есть вещи, на которых не экономят, это божья свечка, это душа города и восстановление его, наша первоочередная задача.

Раньше Томск так и называли домом Святой Троицы. Разрушив Троицкой собор мы бросили вызов самой Святой Троице.

Восстановление Троицкого кафедрального собора станет для Томска главной стройкой века, оно будет вписано золотыми буквами в его историю.

Необходимо объявить подписку для сбора средств, создать специальный фонд возрождения собора ― расставить ящики во всех крупных магазинах города и области, открыть продажу именных кирпичей, чтоб каждый житель города мог внести посильную лепту, создать сайт возрождения Троицкого собора, открыть счет, куда может перечислить средства иногородний житель и собор будет стоять.

Восстановить его не так сложно, но если государство его похоронило, посыл на восстановление должен идти только от него, ― иначе все бессмысленно. Это не вина народа, что собор сгубили, народ его и ломать не хотел. Известный факт, не могли найти человека, который бы полез сбрасывать кресты, потому что это проклятие на весь род ― в итоге где-то на зоне нашли зэка с подрасстрельной статьей, которому сделали поблажку, а ему было терять нечего.

Город Томск находится, мягко говоря, в глубоком кризисе и возрождать его нужно общенародным делом. В 19 веке это было строительство Троицкого кафедрального собора, теперь это должно быть его восстановление, но под эгидой государства.

15 июля автор очерка выехал в следующую экспедицию на скутере Сибирь-Москва-Грузия в рамках проекта «Спаси храм». Новости из экспедиции можно будет смотреть на сайте spasi-hram.ru

В настоящий момент автор находится в пути ― в европейской России, на подъезде к Грузии. Периодически выходит в интернет, выкладывая последние новости о своем продвижении и встречах с интересными людьми. Полный очерк об этой экспедиции будет опубликован через полгода.

Задачи экспедиции:

1. Снять фильм о современной глубинной Грузии и России.
  2. Написать очерк путешествия.
  3. Написать очерки-встречи из серии «Житие простого человека».
  4. Разместить на сайте информацию о встреченных в пути нуждающихся в помощи храмах (подробнее о задачах смотрите на моем сайте spasi-hram.ru )

Китайский 50-ти кубовый скутер предоставлен для испытаний московской фирмой «GX-MOTO».

Обращение к читателям!

Путешественник остро нуждается в Вашей помощи. Сейчас. Когда вы читаете эти очерки, он находится в пути ― район Грузии. На сегодняшний момент пройдено половина пути (около 6 тыс км, из них половина на скутере. Экспедиция сложная и многозатратная, путешественник едет в режиме жесткой экономии топлива и питания. Всех, кому не безразличен проект «Спаси храм», просим оказать поддержку. Номер счета можно узнать на сайте spasi-hram.ru в разделе помощь.

Если вам интересны мои статьи, фильмы и деятельность проекта «Спаси храм», прошу помолиться за грешного Андрея и поддержать экспедицию.

Буду благодарен за любую поддержку. Средства можно перечислять из любого банкомата или банка. Номер счета можно увидеть на сайте spasi-hram.ru в разделе «Помощь». Здесь же можно ознакомиться с новостями экспедиции в Грузию. Из-за сложностей с интернет в пути, новости могут выкладываться с опозданием в несколько дней.

Экспедиции А. Сотникова на 30-50 процентов осуществляются благодаря поддержке читателей.

Все пожертвования будут использованы исключительно на задачи проекта «Спаси храм».

Подробнее о задачах читайте на сайте.

Быть ли следующей экспедиции «Спаси храм» во многом зависит от читателя.

На будущий год запланированы экспедиции:

1. По Сибири ― непройденными дорогами.

2. По БАМу.

Кому нужны эти поездки, статьи, фильмы? Автор уверен в одном, что пока в России есть заброшенные храмы и монастыри, мы не будем жить в благополучной стране.

Православный пилигрим. Почитаем)

Красиво

Да уж 30е.... а я как раз служил в Колпашево, сильные морозы , серость тех мест....

Белово
Алтай загублен однозначно, и осталось всего несколько последних островков, куда не проник дух ру*** и доллара. Это подножие горы Белухи и юг Телецкого.
Про Белуху не скажу - не был. А вот юг Телецкого - все, тоже загублен. Начиная от гор мусора на песчаной косе и заканчивая пацанами, которые за открытие ворот берут деньги. Но эти хоть ворота открывают, часто просто алтайцы к стоящим машинам подходят и просто так сотню просят...

Видимо, мы в разное с автором время там были. А именно - июль 2012...

На Чулышмане туристов в этом году, очень много. Не знаю почему вам никто не попался.

Что же нет никаких мегалитических строений на вашем маршруте и природных чудес?

Очень хороший и познавательный рассказ! А машины и вправду настоящие Японские самые лучшие в Мире!
А/м с аукционов Японии, полная пошлина, официал. конструктора, распилы. vk.com/turbo38

Ух одолел!
Автор, понятна твоя забота о храмах. Скажи лучше семье твоей за что такое наказание?

"путешественник едет в режиме жесткой экономии топлива и питания.
На будущий год запланированы экспедиции:
1. По Сибири ― непройденными дорогами.
2. По БАМу."

Не лучше ли позаботиться о самых близких, чем пытаться спасти мир?

подмосковье
Интересно написано. Особенно про чиновников на новых иномарках. Вот с них и надо начинать. Губернаторов и мэров посадить на Лады-Гранты, а остальных на Калины.
Мой отзыв: Citroen Berlingo 2010

Астрахань, Россия
Очень грамотно написано и описано, читать одно удовольствие! Фотографии потрясающие...По М. Задорнову - попадание 100%, кроме него никто правду на зомбоящике и не говорит....
Toyota Corolla 1997
Toyota WiLL VS 1.5
Mitsubishi Airtrеk Turbo 2.0
Toyota WiLL VS 1.8

Нейтральное отношение к автору......В чем-то соглашусь с ним, а с чем-то категорически нет...
У каждого свои тараканы.......

Опять Борода чё ли?
Только глянул заголовок то почему то сразу мысли о нем (о Сотникове нашем).:))))
Ща почитаем.Опять букаФ много.

Стрежевой-70 RUS
<<<<<Подошел к бабушке торгующей свечками, спросил, где ставят заупокой.
и вскоре он выйдет оттуда с бутылкой дорогой водки и поедет дальше исповедоваться и замаливать грехи традиционным способом. Так я стал невольным свидетелем первой исповеди>>>>>

И причем здесь заупокойная и отмаливать грехи-это разные вещи.Я тоже когда поминая своих близких тоже могу пустить слезу.
Но могу так же и коньячку накатить.
Ещё раз повторюсь -это разныевещ. ИМХО.

Стрежевой-70 RUS
Опять же интересное замечание-человек с цепурой на шее это бандит (браток), а чел банкующий заправками уже нормальный чел.А ведь многие кто сейчас держит заправки раньше тоже ходили с цепями на шее и бритыми затылками.
Опять же всё это ИМХО.

Читаю дальше.

г. Выхлопдар
Как мила забота о немощных сибиряках.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

"Бердское море. Ночевка. Пожар

Выдалась сложная ночь. После Новосибирска решил остановиться на Бердском море, так здесь именуют водохранилище."

Там либо Бердский Залив, либо Обское Море.
Словосочетания "Бердское Море" у нас не существует.

Барнаул-РА
конечно про полетическую заслуги Евдокимова ты перегнул.

Лёха Ник:
конечно про полетическую заслуги Евдокимова ты перегнул.
+1000000!!!!!
И заслуги Задорнова сильно преувеличил.

Полста четыре
По моему автор ненавидит не только русские машины а вообще всё русское, включая людей. И о каком патриотизме может идти речь?

какой то поп что ли?

Почему же в России перестали производить велосипеды?А Стелсы как же?И другие я уверен есть.Даже квадроциклы делаем...правда тоже "Стелс",но всё же...
Friggin' left steering wheel!!!

------ Про Евдокимова это черезчур. Просто был хороший мужик. А как губернатор -никакой.

------Полный бред.
Я за мир во всём мире ...... Без пиндосов.

Как всегда красиво и интересно!!!

"просто таким методом ведется закулисная война с Россией. И ведется не Америкой, не какой-нибудь Аль каедой, а силами которым богоспасаемая Россия неугодна".

Сила эта известна и всегда на виду. Ей, конечно, лучше было бы вообще освободить территорию от "электората". С ним, ведь, приходится как-то делиться, тратиться на него. Но и без него нельзя. Кто-то должен добывать нефть, качать газ, защищать чужое добро, в конце концов. Поэтому, найден другой способ - превратить народонаселение в безмозглое быдло, которому много не надо: "лишь бы, не было войны и была "крутая" тачка". Для этого вовсю работает зомбоящик, который непрерывно потчуюет нас с экрана беснующимися "звездами", и как грибы растут пивные ларьки, из которых рекой льется пойло, губящее молодежь. У нее на горизонте один светоч - деньги. Зачем нам инженеры, ученые, своя промышленность, когда с экрана, по поводу отсутствия в России малой авиации, прямо заявляется: "а надо привлечь для решения вопроса зарубежные фирмы." Продано и разворовано уже все, осталось землицу "загнать". Так, ведь, и об этом не намекается, открыто говорится.
Эх, Россия...!!!

Новосибирск,Обь.
Андрей,привет,дорогой ты наш путешественник. Наконец-то появился! Так интересно почитать про те места,которые мы во время своих вояжей,просто проезжаем не замечая. Меня очень интересует глубинка России,но никак не получается заехать,побродить,пообщаться с людьми. Всё время какие-то сроки,время,спешка и т.д. Спасибо тебе за твои статьи,очень интересно.

Shved45:
какой то поп что ли?
Ты кто такой?Давай,досвидания!

Эх, Россия...!!!
Полностью согласен с суждениями данного оратора.

На теплом берегу
если честно - не понял...это отчет на Дроме или проповедь ?
2ТС вопрос - к судилищу над девчонками как относитесь ?
Там, где торжествует серость к власти всегда приходят черные.

michail f:
Зачем еврею строить синагогу? Он служит Яхве круглый год, поклоняется ему под звёздным небом. Еврей построит православный храм, для оболванивания простолюдинов.Как мила забота о немощных сибиряках.
-Интересно, а кто же тогда круглый год служит «золотому тельцу» и «мамоне»?
Ваша точка зрения весьма оригинальна, но далека от реальности за окном: они строят синагогу, восстановление же православных храмов, исторически существовавших вблизи синагог и кагала -блокируется на уровне местных органов власти. Хасидов возмущает даже сам факт установки поклонных крестов при въезде в город!
За 2000 лет существования христианства Церковь испытывала лишь преследования, подстрекательства гонений и попытки исказить Учение через ереси, расколы, в наше время очевидно стремление разрушить МП изнутри силами некоторых сановников- оборотней в рясах. Вспомните «протоколы сионских мудрецов», заявление Бжезинского, что после крушения коммунизма у «демократии» остался один враг – православная церковь, письмо Путину от 10-ти академиков -Алферова, Гинзбурга и др. -они выражают беспокойство в связи с ростом значения Церкви в общественной жизни. Или деятелей вроде Позднера, Ист-Архова и др. насаждающих раздробленность политическую и конфессиональную, возрождение язычества - это поможет России остаться на карте мира?
Справедливости ради замечу, что формула "еврей - значит, иудей" столь же ошибочна, как "русский - значит, православный".

Иркутск (р-н)
Street Storm:
Красиво
Мой отзыв: Honda Avancier 2001

renlife-nsk:
если честно - не понял...это отчет на Дроме или проповедь ?
2ТС вопрос - к судилищу над девчонками как относитесь ?
Тоже интересно. Насчёт девчёнок. Что думаете,Андрей?
Бабло - всегда побеждает зло.

по правде больше бреда чем раздумий...
Лексус GX470

Мое мнение: девчонки не правы

местами вроде ничего, а местами полная чушь. иногда лучше фото посмотреть и не вчитываться.

Златоуст
Не знал, что так за уралом много церквей. Святость их под вопросом, разве что место святое на 100%, христиане их строили на славянских капищах, святилищах.
Марк 2 1996 1JZ-GE=>Sprinter Carib 1996 4a-fe

Столько бреда в одном месте давно не встречал... Надо же!
Вроде человек взрослый, а рассуждения как у пятикласника...

"если женщина познала мужчину до мужа, то у нее уже не будет абсолютно «чистых» детей, потому что эта женщина всю жизнь будет нести гены первого мужчины." - и правильно, что не говорят, потому что это - бредятина... тогда процентов 70-80 девушек надо в расход пустить...

Кстати такие вот "поборники нравственности" на поверку и оказываются всякими маньяками-педофилами.

Не знаю... по мне - автора надо взять на карандаш следственным органам(или хотя бы участковому) и обязательно в дурбольнице держать на контроле. Чтобы отмечался постоянно(это я серьезно совершенно)

А что он со своими детьми делает - за это не накажет никто, к сожалению , но нормальными врядле вырастут с таким папашей.

Часы у гундяева из папье маше оказывается... смешной... А яхту ему газпром тоже паролоновую подарил?

Водку он не пьет... Да тут водка слабовата... для таких диферамбов покрепче должно переть... грибы не употребляете?

А о верующих, которые всегда смогут договориться - ты иди в Израиле расскажи, или Албанцам с Македонцами - напишешь потом, на сколько частей тебя в воздухе порвут.

Все войны на земле в основном были из-за религии, столько жертв - практически все оттуда...

Keit1974:
Жаль Вас!

Ebaches:
А разве религия как идеология не удобное объяснение для борьбы за власть , банального грабежа и геноцида ?

Бийск - Г. Алтай
С чем то согласен, с чем то нет, этот ресурс точно не для таких умозаключений..
Мои рассказы о перегонах:/travel.drom.ru/18925//travel.drom.ru/19243//travel.drom.ru/19599/

Nickich:
Это в каком смысле сказано?

Это удобный рычаг управления народными массами, если вы об этом... Удобный вариант ничего не делать, и при этом быть напыщеным и важным(это я о попах), а для кого то и вовсе повод убивать других, только за то что они не верят в тоже во что веришь ты... (это я о каре всяких "неверных"). А в вышеописаных случаях целые народы умываются в крови - и все думают, что уж они то точно за правое дело...

Игорек М.:
С чем то согласен, с чем то нет, этот ресурс точно не для таких умозаключений..
Конечно нет.

Вот взрослым станет - сам выберет это для себя с трезвой головой - тогда ладно еще.
Но боюсь с трезвой - не выберет, поэтому и хотят присосаться к школе - несформировавшихся маленьких людей в зомби превращать, чтобы легче было командовать.

Конечно нет.
У нас всё , конечно , возможно . Но тогда с учетом демографии в школе кроме православного священника должен быть и мулла , а то и католический отец со всеми атрибутами . Ситуация патовая.
Помнится , в прошлом году здесь был отчет священника-субариста, тоже спорили о роли помазанника Николая 2го в судьбе России и пр.

Funcruuser:
-Интересно, а кто же тогда круглый год служит «золотому тельцу» и «мамоне»?
Отчасти Вы правы, отчасти - нет. Тут как посмотреть, точнее как мы видим будущее нашей страны. Если как светское государство третьего плана, навроде Перу какого-нибудь, то правы академики. Если же как религиозное государство с высоким моральным стержнем и настоящим братством людей, то Истархов тут всё по полочкам разложил. Но тогда, конечно, халявных чупа-чупсов от правительства не будет!
MITSUBISHI PAJERO 3,0. 1997г

С другой стороны - Эмираты яркий пример госудаства "по Истархову", при этом далеко не бедного!

Nickich:
Отчасти - при проникновении всяких там "товарищей из КГБ" на высшие церковные посты. Незамутнённая религия - повод для объединения людей одного народа, крови, расы вокруг неё и, соответственно, такое государство очень сильно именно своим единством.

Nickich:
Нет, просто для людей другой веры должна быть своя школа.

Нск
Хорошо пишешь! Удачи в прохождении маршрута!

Ebaches:
Столько бреда в одном месте давно не встречал... Надо же!
Вроде человек взрослый, а рассуждения как у пятикласника...
Действительно, концепция телегонии официально признана несостоятельной, но это – вопрос доверия мировой учёной элите, которая, как известно, весьма заангажирована. С тем же успехом можно верить и надеяться, что презервативы предохраняют от СПИД и др. вирусов, ГМО безвредно а заодно и в концепцию перенаселения планеты -конечно, кто платит, тот и заказывает музыку.
Если Вы на полном серьёзе способны диагностировать душевное устроение автора на основании сочинений, то наверное, являетесь Светилом судебной психиатрии, но не забывайте -опасность тонкой грани между гениальностью и безумием...

raven1:
Нет, просто для людей другой веры должна быть своя школа.
с этим Вашим сообщением не могу согласиться, т.к. наслышан из первых уст, что в еврейской школе, финансируемой из городского бюджета(!) детям навязываются идеи экстремизма и национального превосходства (прям Шнеерсон-югенды!). Поэтому лучше, чтобы процесс обучения детей разных национальностей и вероисповеданий проходил в одной школе (ведь дальше жить в одной стране) в атмосфере здравой толерантности и взаимной терпимости без двойных стандартов.

Честно говоря, с трудом освоил этот "поток сознания".
Банальная самодельная философия ..
Юродивый бездельник-созерцатель. Семья-то как без него перебивается? Тоже божьим промыслом и подаянием?
Вроде как и добрый человек, и о Родине беспокоится, а толку от него немного.
Диагноз - "православие головного мозга".
Для веры в Господа попы и церкви на каждом углу не нужны. Староверы говорили : "Бог не в бревнАх, а в ребрАх" - то есть не в церковных стенах, а в груди, в сердце.

JokerSL:
Честно говоря, с трудом освоил этот "поток сознания".
Банальная самодельная философия ..
Вроде как и добрый человек, и о Родине беспокоится, а толку от него немного.
Диагноз - "православие головного мозга".
Поддерживаю

Прочитал!! Автор без условно молодец, такие расстояния на табуретке, а главное не просто прокатится и посмотреть. Тем не менее отмечу слабое место это предварительная проработка маршрута. По этой причине проехал мимо стольких замечательных (читать святых) мест. Как пример святой источник в п. Ложок под Искитимом, храм на ст Мочище. И много ещё чего. Ну и как то совсем мало фото.

Читал с удовольствием.

Funcruuser:
[Ваше замечание насчёт превращения страны в монастырь уместно в качестве шутки: со статистическими данными о миллионах абортов в год и спиртного на душу населения страна превращается скорей в притон или бордель, и что особо уродливо – под внешней вывеской “православности” :0 но не будем обманываться: «всякое древо познаётся по плоду» ( Луки 6:43, 44 ).Преподавание Основ Православной Культуры (а не Закона Божьего, как многие думают) позволило бы русским детям сообщить культурную идиентичность, а нерусским – понять культуру страны, в лучших своих проявлениях вдохновлённую православием.Но велика вероятность того, что действительно, необразованные в этом плане учителя будут “лить всякий бред”, как до сих пор им ничего не мешало проповедовать неокрепшим душам атеизм или оккультизм и “несформировавшихся маленьких людей в зомби превращать”. Священнослужитель же (православный, исламский, иудейский или др. по выбору родителей) мог бы читать свой курс факультативно.По поводу трезвости выбора самого подростка – есть опасения, что употреблять алкоголь, наркотики, вести безпорядочный образ жизни они начнут ранее, чем созреют душевно – и тогда либо деградируют, скатываясь по наклонной плоскости, либо встают на тяжелый путь борьбы с приобретёнными греховными навыками в окружении соблазнов.Свято место пусто не бывает, и в отсутствии религиозных ориентиров, появляются другие – антирелигиозные и антигуманные, низводящие человека до демонического состояния, даже не скотского.
Вы - автор статьи? Или кушали грибы вместе? Не злоупотребляйте!!!

Тут в спорах можно далеко зайти - да смыслу нету... Я не перестану считать - что церковь зомбирует - и ничего хорошего и связанного с верой в ней нет, ибо умею видеть и взвешивать. Лишь приведу несколько высказываний, ну да конечно этим людям до ваших высот далеко, но тем не меннее почему то им я верю больше.

"Вера – это то, что лежит на одной чаше весов, при том что на второй всегда лежит разум." Артур Шопенгауэр, философ

"Церковь – это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают о них небылицы тем, кто никогда туда не попадет." Генри Менкен, литературный критик

"Религии все до одной нелепы: их мораль рассчитана на детей, их обещания эгоистичны и чудовищно глупы." Ги де Мопассан, писатель

"Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей." Виталий Гинзбург, физик

"В мире слишком мало любви и благости, чтобы их можно было расточать воображаемым существам." Фридрих Ницше, философ

"Цивилизация не достигнет совершенства, пока камень последней церкви не упадет на голову последнего священника." Эмиль Золя, писатель

"Пока человек не выгонит Бога из своей головы, он никогда не станет свободным."
Дени Дидро, философ

"Разум – главнейший враг всякой веры." Мартин Лютер, священник

"Если Бог существует, то атеизм, безусловно, оскор***ет его меньше, чем религия." Жюль Гонкур, писатель

"Вера – утешительная погремушка для тех, кто не умеет думать."
Томас Эдисон, изобретатель

Так то

Я, кстати в Запорожье родился и в Днепропетровске бывал... правда плохо помню уже - маленький был

Funcruuser:
Действительн о, концепция телегонии официально признана несостоятельной, но это – вопрос доверия мировой учёной элите, которая, как известно, весьма заангажирована. С тем же успехом можно верить и надеяться, что презервативы предохраняют от СПИД и др. вирусов, ГМО безвредно а заодно и в концепцию перенаселения планеты -конечно, кто платит, тот и заказывает музыку.
Конечно, с “таким папашей” дети не вырастут нормальными (т.е. внимающими в “зомбоящик” или “тырнет” и голосующими за партию власти либо “демократическую” оппозицию) –а может, это и к лучшему, в любом случае, праведно судить о других нам не дано (если сознаём в себе “прозорливость” – тогда, действительно, пора к врачу) Скандалов с нынешним патриархом –напоминают пророчества о «мерзости запустения на месте святом» (т.е.“срань господня”- из-за них Имя Божие хулится!): они со приспешники подрывают МП и дискредитируют православие более чем все внешние недоброжелатели, но очевидно, Господь не оставил Свою Церковь – смотря на последние события с мажорными “монахами”: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Галатам 6:7) Жаль только, что очищение рядов священнослужителей стоит человеческих жизней и соблазнённых душ.
Форумом не ошиблись?

Cosmopolit
Очередной фанат РПЦ. Нафотографировал церквушек вот весь сказ. Не осилил. Когда увидел фото с мопедом почемут вспомнил фильм "тупой и еще тупее". Повеселил фанатизмом Задорнова. Эт о многом говорит))))) снова вспомнил тот фильм.
Зачем работать! Мопед под ***у и по приходам катацца! Семья то у тебя есть? Чудило!
"дьяки курят ладан" (В. Высоцкий)

Ebaches:
Вы - автор статьи? Или кушали грибы вместе? Не злоупотребляйте!!!
Тут в спорах можно далеко зайти - да смыслу нету... Я не перестану считать - что церковь зомбирует - и ничего хорошего и связанного с верой в ней нет, ибо умею видеть и взвешивать. Лишь приведу несколько высказываний, ну да конечно этим людям до ваших высот далеко, но тем не менее почему то им я верю больше...
Ebaches, земляк, я -всего лишь посетитель данной странички, так же как и Вы, высказываю свою точку зрения: в предыдущем комментарии возразил на замечание по поводу превращения страны в монастырь и не встретил ответного возражения –видимо тот вопрос снят, коль Вы подняли иной.
С цитатой Ницше согласен, могу привести ещё цитаты религиозных людей -учёных первой величины не говоря уже про философов и писателей – но как Вы выразились, “почему то им я верю больше”:

Эйнштейн в статье «Несовместимы ли религия и наука?»: «Можно с уверенностью сказать, что доктрина личного Бога, управляющего событиями природы, никогда не может быть опровергнута наукой».
«Нельзя читать Евангелие, не чувствуя действительного присутствия Иисуса, Его Личность пульсирует в каждом слове».

Пастер: «Потомки в один прекрасный день от души посмеются над глупостью современных нам учёных-материалистов. Чем больше я изучаю природу, тем более изумляюсь неподражаемым делам Создателя».

Лейбниц: «Для государства высший закон — благо народа, для Церкви — спасение душ».

Паскаль: «Без учения Христа люди заели бы друг друга, мир сделался бы адом и развратился бы». «Только Бог может заполнить вакуум в сердце каждого человека. Ничто из сотворённого человеком этот вакуум заполнить не может. Только Бог, Которого мы познаём через Иисуса Христа, заполняет эту пустоту». «Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а Божественную надо полюбить, чтобы понять ее».

Достоевский: «Самые серьезные проблемы современного человека происходят оттого, что он утратил чувство осмысленного сотрудничества с Богом в Его намерении относительно человечества».

Гете: «Человеческий ум может разрастись сколь угодно, но выше величия и нравственной культуры христианства, как они отражены в Евангелиях, он не пойдёт… Я считаю все четыре Евангелия, безусловно, истинными, ибо в них проявляется отблеск величия личности Христа и в такой форме, в какой только Божество могло явить Себя на земле… Если меня спрашивают, согласна ли моя натура оказать Ему благоговейное поклонение, я отвечаю: безусловно. Я поклоняюсь Ему, как откровению высшего принципа нравственности».

Аденауэр: «Если Христос не жив сегодня, тогда у мира нет вообще никакой надежды. Только факт воскресения дает надежду на будущее».

На Ваше мнение что “Церковь – зомбирует” (т.е. делает людей безвольными, лишает их внутренней свободы) возражу, что человек, по учению Церкви -существо Богообразное а потенциально и Богоподобное, спасение от власти греха (обОжение) невозможно
без его свободного произволения, так же, как к таинствам не может быть принуждения – по определению. Исторические примеры обратного (насильственные крещения и постриги, гонения на старообрядцев) противоречат сути православия и остаются на совести нарушителей канонов. Даже у принявшего постриг никто не в состоянии отнять не только внутреннюю свободу, но и внешнюю (это уже статья УК) - действовать по своему рассуждению поэтому не удивляйтесь несовершенству церковных людей – они сами себе господа (как недавно опозорившие РПЦ “монахи”-мажоры, практически не подвластные своим епископам).
По правде, и среди верующих иногда встречаются зомби, но такие несчастные признаются духовно болящими в смысле – одержимыми нечистым духом (действительно, при приближении к святыне, будь то даже произнесённая вслух молитва - бывают несамовластны и потому невменяемы).
Зомбирование в прямом смысле слова – кроме как в языч.религиях (преим. Африканских) применяется новейшими харизматическими культами (зачастую коммерческими), к-рые криминалисты относят к деструктивным (разрушающим личность и общество) тоталитарным сектам с психотронным воздействием на сознание, - вот где промывание мозгов адептам, обманным путём лишившимся свободы духовной, душевной и физической (экономической) и привязанным к конкретному гуру (кстати, харизматы впадают в отключку подобно бесноватым, и искренне считают это нашествием духа божественного).
Конечно, заблуждаться может каждый, главное – не останавливаясь, продолжать непредвзято и широко “видеть и взвешивать” - как говорится, век живи - век учись...

nbt

Бреда многовато.Причем бреда о простых вещах.Например,про свиней. Автор в курсе,чо свиньи хуже хищников и если их на свободе пустить гулять, истре***ют всю домашнюю живность и что были случаи, съедали даже маленьких детей? Про картошку тоже полный бред, не помню, сдесь или в каком-то другом своем отчете автор писал:"Пока картошкой массово питаемся, будет Россия плохо жить!" О как! Оказывается, картошка во всем виновата!

ОТВЕТЫ АВТОРА: Автор сейчас едет по Грузии, где я пытаюсь найти ответ на вопрос: почему наши вчерашние друзья, стали вдруг врагами – как нас уверяет телевизор. Повсеместно вижу, что это неправда. Месяц в пути, пройдено только половину пути, не предполагал что путешествие будет такое затратное. Жесткая экономия средств. Бензин значительно дороже нашего. Очень буду благодарен за помощь (счет можно посмотреть на сайте http://spasi-hram.ru, там же выкладываю новости с путешествия, но с интернет-кафе в пути проблемы, полный отчет будет написан позже. Еще в этом году если успею или весной следующего нужно совершить большую экспедицию по Сибири – где масса работы – в рамках проекта Спаси храм. ВЫ ПИСАЛИ: 1. Тоже интересно. Насчёт девчёнок. Что думаете,Андрей? Не понял в чем заключается вопрос. Интересно, что в Грузии ночные бабочки при въезде в город не стоят. И вообще из нее делается новый штат США. 2. Вообще в последнее время тенденция превращения страны в монастырь меня напрягает... Везде залезли уже, хотят еще и в школе детям мозги пудрить. Я против, чтобы какойнить поп - толоконный лоб лил в уши моему ребенку всякий бред. Интересно, что за последние 20 лет количество верующих в России совсем не увеличилось. А на счет школы, в Грузии один дедушка сказал в ответ на предложение ввести в школе сексуальный предмет: мой дед имел 13 детей, мой отец имел 12 детей и им ни кто об этом не рассказывал. А все эти предметы ведут только к разврату и уменьшению рождаемости. 3. Тем не менее отмечу слабое место это предварительная проработка маршрута. По этой причине проехал мимо стольких замечательных (читать святых) мест. Как пример святой источник в п. Ложок под Искитимом, храм на ст Мочище. И много ещё чего. Ну и как то совсем мало фото. Да автор «специально» не прорабатывает маршрут предварительно по интернету, чтоб познать все самому, а лучшие места все равно к тебе придут, люди расскажут где они. Ложок был посещен и описан в этом году.

ОТВЕТЫ АВТОРА: Автор сейчас едет по Грузии, где я пытаюсь найти ответ на вопрос: почему наши вчерашние друзья, стали вдруг врагами – как нас уверяет телевизор. Повсеместно вижу, что это неправда. Месяц в пути, пройдено только половину пути, не предполагал что путешествие будет такое затратное. Жесткая экономия средств. Бензин значительно дороже нашего. Очень буду благодарен за помощь (счет можно посмотреть на сайте http://spasi-hram.ru, там же выкладываю новости с путешествия, но с интернет-кафе в пути проблемы, полный отчет будет написан позже. Еще в этом году если успею или весной следующего нужно совершить большую экспедицию по Сибири – где масса работы – в рамках проекта Спаси храм. ОТВЕТЫ ВЫ ПИСАЛИ: 1. Тоже интересно. Насчёт девчёнок. Что думаете,Андрей? Не понял в чем заключается вопрос. Интересно, что в Грузии ночные бабочки при въезде в город не стоят. И вообще из нее делается новый штат США. 2. Вообще в последнее время тенденция превращения страны в монастырь меня напрягает... Везде залезли уже, хотят еще и в школе детям мозги пудрить. Я против, чтобы какойнить поп - толоконный лоб лил в уши моему ребенку всякий бред. Интересно, что за последние 20 лет количество верующих в России совсем не увеличилось. А на счет школы, в Грузии один дедушка сказал в ответ на предложение ввести в школе сексуальный предмет: мой дед имел 13 детей, мой отец имел 12 детей и им ни кто об этом не рассказывал. А все эти предметы ведут только к разврату и уменьшению рождаемости. 3. Тем не менее отмечу слабое место это предварительная проработка маршрута. По этой причине проехал мимо стольких замечательных (читать святых) мест. Как пример святой источник в п. Ложок под Искитимом, храм на ст Мочище. И много ещё чего. Ну и как то совсем мало фото. Да автор «специально» не прорабатывает маршрут предварительно по интернету, чтоб познать все самому, а лучшие места все равно к тебе придут, люди расскажут где они. Ложок был посещен и описан в этом году.

Батайск
Здесь в очерке скутер синий, а на сайте красный. Как это? Путишествие то одно

Даааа, ребята. Человек до костей промытый системой!!! Как же быстро мы забыли нашу истинную веру, ту веру которая жила вместе с нашими предками столько тысячелетий!!!!! а сколько предков ваших было убито и ссажено, за то, чтобы не приклонять свое колено перед дьяволом. как бы я хотел чтобы вы знали всю правду и какой эгрэгор вы питаете своей энергией молитв!!!!! И самое главное ему выгодно, чтобы человек мучился, он от этого ооочень здорово питается, сядьте и проанализируйте, почему мы так плохо живем и почему никому не выгодно улучшить наше благосостояние. И почему это Вы вдруг стали “рабами” в вашей церкви, мой ОТЕЦ меня рабом не называет, я его сын, вот и думайте Последний Человек который это понял, был СТАЛИН И.В., а теперь на него все шишки лепят, хотя все репрессии проводили Троцкисты, и не просто так сжигались церкви, он все знал и пытался не дать развиться этой заразе, но его отравили. Почитайте факты, но не историю, она вся перебита, как нужно для “них”!!!!! Просыпайтесь скорей братья и сестры!!! НАЧИНАЙТЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ САМИ, А НЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ!!!! Простите если кого обидел, я не хочу этого, за нас всех обидно и плакать хочется.

Funcruuser:
Это основы иудаизма и от них не уйти.
Что-же касается "здоровой толерантности" - на практике это оборачивается жёстким противостоянием школьных "группировок", экстремизмом вдвойне и остающейся на всю жизнь религиозной и расовой ненавистью.

Ответы автора:

Вы писали
1/Здесь в очерке скутер синий, а на сайте красный. Как это? Путишествие то одно

Скутер получен другой, синий - угнали.

Покричал человек, окунул православие - но тоже ни каких фактов за его криком.

Некоторые разделы прочитал с удовольствием.

Здравствуйте. Высказываю свое мнение как православный человек,с позиции православной веры,пишу о том,что в статье противоречит православию,какие моменты я увидел и какие моменты меня смутили(правда я мог не все такие моменты увидеть,так что ,пишу о том, что я увидел): Насчет фрагмента из статьи: Бабушки погружали младенцев во имя Отца и Сына, чтоб они не болели, но это временно действует, потом нужно обязательно креститься. (тут что-то мне это напоминает не крещение,а ритуал какой-то,если даже не заговор,т.к крестят не с целью дальнейшего воцерковления и приведения человека к православной вере,а больше магический подход-типа что-бы вылечить и т.п,что напоминает уже магию). Насчет белых магов,бабушек-знахарок(с молитвами,заговорами,лечаищие и снимающие сглаз и порчу) и типа "православных целителей"- они не являются людьми имеющими дар от Бога ,и не относятся к православным святым подвижникам. По ссылке пишется,как церковь относится к целителям которые лечат лечат под иконами, с православными молитвами и крестом,и бабушек,которые считают что у них дар от Бога( но находящихся в сатанинской прелести и заблуждении). http://www.pokrov.all-nsk.ru/publics/newspaper_03/text_13.ht m Почему экстрасенсы,целители, и знахарки являются слугами дьявола,и зачем они посылают в храм: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6638 О том,что нельзя ходить к бабкам, целителях, которые могут во всем помочь, всё вылечить, убрать проклятие, избавить от порчи, приворожить «намертво» и по ходу дела снять «родовое проклятие» и верить в приметы: http://www.pravmir.ru/dlya-kogo-zakon-ne-pisan/ Насчет порчи,сглаза и т.д: http://p-blagovest.narod.ru/Ask/Ask-18.htm насчет заговоров,заклинаний и т.д: Это касается заговоров,которые часто встречаются заговоры на удачные роды, как заговоры "сибирских целительниц",молитва на удачу,загадывания желаний,молитва чтобы не умереть во сне,заговор от грыжы и,или чтобы ребенок был послушный т.п: И молитвы читайте только из православного молитвослова,купленного в православной церкви, Т.к вне церкви(в киосках,интернете и т.п) встречаются книжки с заговорами и заклинаниями,замаскироваными под православную молитву,или самочинные молитвы к лжесвятым,часто в заговорах замаскированых под православную молитву встречаются упоминания духов,зверей и непонятно-безсмыленные фразы, или заговоры идут вперемешку с православными молитвами. И такие заговоры и самочинные молитвы направлены не к Богу,а к дьяволу. Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях,позиция православной церкви: http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_sant_father.htm Никакой заговор до добра не доведет! http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_danger_of_zagovor .htm в Апостольских правилах даже сказано: "Все восколеи и оловолеи двадцать лет да не причастятся". Бабушки-знахарки как раз занимаются литьем воска на сеансах. Даже если бабушки читают православные молитвы,то они читают их как заклинание-типа бабушка прочитала,и ее просьба будет обязательно выполнена(а это в магии так:-выполнил маг ритуал-и получил просимое), хотя когда православные святые молились за человека,то все решал Бог-полезно человеку выличиться,или нет,и человек должен был покаяться в грехах и исправить свою жизньне грешить,и жить по канонам церкви). А знахарки только требуют покреститься,и сходить несколько раз в церковь(опять идет ритуал:несколько раз сходи,и вылечишься,получишь просимое). Ни о покаянии,ни о борьбе с грехами и страстями-не слышно. Давайте вспомним слова Господа Иисуса Христа: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 21–23). Господь называет их также лжепророками, "которые, приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные". Иисус требует ,посылая Своих учеников в мир:Даром получили, даром давайте.(Мф.10:8). Вышесказаное как раз касается колдунов,белых магов, типа православных целителей,экстрасенсов посылающих в храм. Православные святые всегда говорили,что не они помогают,а Бог по их молитвам. Ведь Бог решает,какая нужна помощь человеку,и полезна ли она будет душе человека. Матрона Московская подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает!» — отвечает она Ксении Гавриловне Потаповой на просьбу помочь ей. Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в церкви. Всем обязательно носить нательный крест. А знахарки говорят что -я помогу,я вылечу...И бросать греховную жизнь,каяться,исправляться-не требуют. Святые всегда требовали бросать греховную жизнь,каяться,исправляться,и жить по церковным канонам Святые никогда не использовали воск для лечения,и яйца. Советую почитать житие святых.(Серафим Саровский,Ксения Петербургская,Иоанн Кронштадский,Матрона Московская) . И увидите разницу между православными святыми и знахарками. Почитайте житие православных святых(Ксеннии Петербургской,Иоанна Кронштадского,Серафима Саровского),и сравните образ жизни православных святых и знахарок. Святые люди отказывались от мирских благ, имели смирение, день проводили в молитвах, большинство времени соблюдали строгий пост,отказывались от супружеской близости. Знахарки и целители разве отказываются от мирских благ, имеют смирение, день проводят в молитвах, большинство времени соблюдают строгий пост. Тем более известно ,что знахарки в основном читают не православные молитвы из православного молитвослова(купленного в православной церкви),а из всяких левых книжек, где напечатаны языческие заговоры ,замаскированные под молитвы. И иногда можно услышать,как знахарки ругаются во время приема, и тут же обращаются, как они думают,к Богу. Бог таким людям не дал бы дар. Дар дается только смиренному и духовно очищенному человеку. Дополнительно: Зачем нужны таинства православной церкви,почему без них душа человека не может попасть в рай: http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery.htm Основы православия: http://k-istine.ru/base_faith/base_faith.htm Насчет: Даже есть целые энциклопедии, например народного академика Болотова, где на любую болезнь (заболевание) приводится конкретный травяной сбор. Ответ: Есть чудо-мошенник Болотов,который идет против науки,и делает высказывания пртиворечащие науке,не про него случайно тут говорится,: http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_bolotov.htm Насчет: Берегись Задорнова, "мудрость" приносящего,статья про несоответсвие шуток Задорнова,про то что Задорнов пропагандирует язычество,детальный анализ: http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_kaptelov.htm Насчет фото с табличкой про повязание ритуальных лент(почему православный человек совершает отступничество и идолопоклонство,повязывая ленточки: Свято ли место языческих капищ?: http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_ancient_pagan_tem ple.htm Насчет: Одна из причин затянувшегося духовного кризиса России ― ее историческая вина перед помазанником божьим, которого она предала и расстреляла. А у города Томска, где я живу, своя особая вина перед царем–мучеником, человек руководивший расстрелом, еврей по национальности, выходец из Томска. Юровский стал комендантом******евского дома, где они содержались и возглавил непосредственное исполнение расстрела царской семьи. Нужно обязательно побывать в Ганиной яме на Урале, где покоятся останки царской семьи, чтоб хоть частично искупить вину. Ответ: Мы не расстреливали царя,и должны лишь каятся в том,что если по заблуждению мы радовались революции 1917 и расстрелу царской семьи. Иначе у вас в статье получается как-то даже ересь царебожия,вот подробно пишется об этом: http://www.k-istine.ru/base_faith/pseudoconfession/pseudocon fession-56.htm Насчет: Здесь познакомился с «ученым» сторожем дядей Витей, который читал «пять раз и Блаватскую», и Рериха и Библию, ― как сам сказал. Учение Рерихов,Блаватской и т.п противоречат Христианству,и с праволсавной позиции упомянутые учения являются магическими и оккультными, а магия и выхывание духов запрещены в православии: Подробно про то,что учения Блаватской,Рерихов и т.п противоречат православию и являются оккультными: http://www.pravoslavie.ru/answers/6413.htm http://www.k-istine.ru/sects/roerichi/roerichi_pitanov-05.ht m Против учения Рерихов ,Блаватской и т.п(которые навеняка считают спиритизм нормальным делом) говорят следующие факты: Бывший медиум Виктор Эрнест во время спиритического сеанса спросил духа, верит ли он тому, что Иисус Христос пролил кровь для прощения грехов. Дух с такой силой сбросил медиума со стула, что тот закричал от боли. Белый маг Круц рассказывает: "Духи нападали на меня со всех сторон. Они шептали, что лишат меня защиты и отберут всю власть, которую я имел над ними. Они обещали убить меня в тот момент, когда я открыто исповедую Иисуса Христа. Угрожали убить также всех моих родственников". Так могут поступать только демоны. Взято из: http://sueverie.net/vidi-sueveriy/okkultizm/nam-nuzhna-tolko -tvoya-dusha.html Учения Рерихов,Блаватской и т.п нарушают следующее: Посмотрим даже Библию: Во Второзаконии (18, 9–13) сказано: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим". Взято из: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pecherskaia1/9.html Тамже рассказывается что Апостолы запрещали ходить к шаманам,экстрасенсам,и т.д.. Святой Апостол Павел в Послании к Галатам ясно говорит, что волшебники, как и прелюбодеи, блудники, идолослужители, еретики и прочие "Царствия Божия не наследуют" (5, 21). А экстрасенсы ,маги, и т.д все эти пункты нарушают, Экстрасенсы даже боятся крестного знамения,православных молитв,и православных святынь(что разоблачает их демонические способности. Факты и доказательства по ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/psm2112/post215570085/ Про случай,когда Ванга не смогла перенести присутствия креста-мощевика с частицей Честного Креста Господня,когда к ней пришел священник с крестом-мощевиком с частицей Честного Креста Господня. http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_vanga-03.htm Этот случай доказывает что способности Ванги-не от Бога,а от дьявола почему деятельность Ванги противоречит православному учению.детальный анализ деятельности Ванги: http://sueverie.net/personalii/vanga/pravda-o-yasnovidyasche y-vange.html тоже детальный анализ деятельности Ванги,и предположительная участь Ванги: http://sueverie.net/personalii/vanga/ieromonach-vissarion-va nga-neschastnaya-zhenschina-zhertva-t-mnich-sil.html Насчет: Сейчас продают оздоравливающие кассеты ― Звук моря, пение птиц или шелестение ветра. А у меня сегодня всю ночь будет включена такая оздоравливающая кассета ― звук реки Чуи, впадающей в Катунь, и звучит бесплатная симфония звезд впридачу. Ответ: что-то тут мне магические товары вспоминаются,сомневаюсь я в естественных лечебных свойствах таких птичьих касет,такие касеты могут только успокоить человека и его нервы. Насчет: Из древних намоленных бревен разобранного монастыря сложили здание администрации и клуб. Ответ: "намоленных бревен"-это выражение неправославное ,а больше магическое,подробно в материале: Аура или нимб? Можно ли измерить сияние святых http://sueverie.net/vidi-sueveriy/okolotserkovnie-sueveriya/ aura-ili-nimb-mozhno-li-izmerit-siyanie-svyatich.html научное поровержение возможности передачи энэргии и что выдают за ауру. Благодать или подзарядка?: http://sueverie.net/vidi-sueveriy/okkultizm/blagodat-ili-pod zaryadka.html про то,что зарядится энэргией в храме является заблуждением и оккультизмом Церковь против лженауки и оккультизма,который прячется за лженаукой: http://sueverie.net/vidi-sueveriy/okkultizm/tserkov-protiv-l zhenauki.html Православные святые(люди ,которые годами вели монашеский образ жизни,и получили дар прозорливости) о ложности и заблуждении под названием реинкарнация: http://k-istine.ru/occultism/karma/occultism_karma-06.htm Насчет: О смысле жизни Рано или поздно человек задается главными вопросами. Убегай от этих вопросов или нет, все равно к ним придешь. Недавно меня дочь спрашивала, что будет после смерти и зачем мы приходим на свет? Мои традиционные ответы ее, похоже, не очень удовлетворили. Ну ничего, со временем она все поймет. Им теперь проще. Помню, как я в далеком советском детстве не мог уснуть, с ужасом думая, неужели я когда-то умру и все, абсолютно все в этом мире для меня закончится. Ответ: Про таинство Крещения: http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery_pomaznskii-01. htm Дополнительно: Зачем нужны таинства православной церкви,почему без них душа человека не может попасть в рай: http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery.htm Основы православия: http://k-istine.ru/base_faith/base_faith.htm Насчет того,почему православие не признает другие религии, и удтверждает - что является истиной и спасительной верой,а католичество ,иудаизм,ислам,язычество и остальные религи-неспасительны. http://k-istine.ru/apologia/apologia/apologia.htm (вопрос рассматривается с православной точки зрения). Даже посмотрите сайт: http://sueverie.net/ этот сайт посвящен как раз разьяснению,где идет Православная вера,а где языческие околоправославные верования типа суеверий,примет,заговоров на грыжу и удачу,фен-шуй,порча,сглаз и т.д Насчет того,что настоящая вера у православных,а не у староверов: http://www.k-istine.ru/apologia/apologia/apologia_vladikov-0 3.htm Сам православный святой Серафим Саровский указывал,что надо креститься тремя перстами,подробно про это: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/serafim_saro vskiy_duhovnye_nastavleniya_neopytnomu_hristianinu_06-all.sh tml отрывок из статьи: А что оно, триперстное сложение, есть сложение, благодатную силу имеющее, мы докажем старообрядцам следующими двумя случаями из жизни преподобного Серафима Саровского. Однажды привезли больную женщину к монастырской келии отца Серафима, внесли в жилище старца и положили на пол. Старец спросил: "Давно ли ты больна?" – "Три года с половиной", – отвечала она. "Какая же причина твоей болезни?" – "Я была прежде, – сказала больная, – православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к их вере и все была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того вечером пошла я по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли во двор и нашли – я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю". "А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?" – "Верую теперь опять", – отвечала больная. Тогда отец Серафим сложил по-православному персты, положил на себе крест и сказал: "Перекрестись вот так, во имя Святой Троицы". – "Рада бы, – отвечала больная, – да руками не владею". Отец Серафим взял из лампады у Божией Матери "Умиление" елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила полное выздоровление. В тот же день отец Серафим одну пришедшую к нему инокиню между прочим спросил: "Были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?" Инокиня отвечала утвердительно. Тогда он сказал ей: "Сходи на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности". Инокиня так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное перстосложение, и они точно послушались голоса отца Серафима, ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны Святой Христовой веры. Другой случай. Раз один поселянин, собираясь в Саров на богомолье, перед самым выездом получил такой жестокий удар, что потерял совершенно память, и его без сознания привезли в Саровскую пустынь. Здесь один послушник привел его к отцу Серафиму. Едва только они подошли к келии старца, больной уже почувствовал в себе облегчение: память и понимание понемногу снова начали возвращаться к нему, и он стал помнить все, что отец Серафим говорил и делал с ним в то время. Он сначала благословил его и начертил на челе его крест маслом из лампады, потом дал ему несколько сухарей, а в заключение показал ему трехперстное сложение креста и сказал: "Милостив Бог! Молись Ему так, и со временем все это пройдет". И действительно, немного спустя по возвращении больного домой он сделался совершенно здоров молитвами угодника Божия Серафима. Из всего сказанного ясно, что триперстное сложение доя крестного знамения есть и древнее и благодатную силу имеющее. А ввиду сего, как говорится в предисловии к Псалтири: "Твердо и неизменно да держимся древнейшего обдержательного всецерковного предания, во славу Пресвятой Троицы, треми первыми соединенными персты крестное знамение на себе полагающе, еже содержит Православная, Кафолическая, Восточная Церковь". краткий отрывок: Где в Писании(Библии) сказано, чтобы креститься рукой? Сравни 1 Тим.. 2:8; Исх. 17:11-12; Иез. 9:4. [847.] . Кроме того, все, что выражаем мы крестным знамением, записано в Священном Писании: три перста сложенные означают Триединого Бога (Мф. 28:19 ), изображаемый крест - веру в Господа Иисуса Христа, искупившего нас Своею крестною смертью (1 Тим. 2:6; Кол. 1:14, 20; Еф 1:7; ] ср. 1 Кор. 2:2 ) и разрушившего всю силу вражью (Кол. 2:15; Евр. 2:14 ). Насчет: Но потом к нам приехал молодой священник и решили что по затратам будет проще построить рядом новый храм, чем восстанавливать старый. Ответ: Старую церковь хоть-как надо восстановит. Храм, в котором когда-то совершалась Божественная служба, даже если он закрыт и осквернен безбожниками, остается местом, где ангелы и святые невидимо для нас совершают богослужение. Приведу один пример в подтверждение сказанного. Когда святитель Иоасаф Белгородский (1705–1754) прибыл на место своего епархиального служения, к нему явилось местное духовенство. Святитель обратил внимание на одного священника – глубокого старца. Узнав, что ему 130 лет, он ему сказал: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего пред сыном своим и желающего ближе узнать твою совесть. Я хочу знать, не омрачена ли она каким тяжким грехом, который по неведению, быть может, сочтен тобою малозначащим и забыт? Долговременная жизнь твоя убеждает меня как пастыря войти в подробное рассмотрение дела и, очистив душу твою, примирить с оскорбленным тобою и данною мне властью простить и самую греховную тяжесть, по глаголющему: “Аще разрешите на земли, разрешена будут на небеси”. Пройди мысленно жизнь твою, проверь все случившиеся с тобою обстоятельства, приведи на память каждое действие служения своего Богу. Может быть, что-нибудь встретится имеющее тень какого-либо греха или отступления от настоящей твоей должности или что-нибудь подобное, которое и по днесь тяготить твою душу, совесть и даже жизнь». Через несколько дней священник припомнил забытый грех и сказал святителю Иоасафу, что он в один день дважды из страха перед строгим помещиком отслужил обедню, несмотря на неземной глас: «Остановись! Что ты делаешь? Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь». При этом на голос священник еще ответил: «Сам проклят ты будь!» Узнав про это и уразумев, что священник заклял ангела того храма, святитель Иоасаф довел пастыря до сознания своего греха. Храм, в котором это произошло, был к этому времени закрыт и разобран. Однако святитель Иоасаф со старым священником поехал именно на место, где стоял этот храм, потому что ангел-покровитель храма оставался там. Была поставлена походная церковь. Святитель благословил старца отслужить литургию. Когда литургия была отслужена (во время ее святитель усердно молился на коленях), священник сделал отпуст. Святитель велел встать ему у правого угла престола и читать «Ныне отпущаеши». По прочтении благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Тут же старец священник стал слабеть, склоняться, затих и, припав к подножию престола, тихо испустил дух. Тут его и похоронили. К явным методам оккультной медицины(т.е магической,сатанисткой), противоречащим православному учению, относятся : лечение космическим разумом, шаманство, молитвы и заклинания народных целителей, методы создания настроений, лечение в виртуальном мире, парапсихология, биоэнергетика, экстрасенсорика, магия в любых видах (белая, черная, зеленая - любая), чародейство, прорицательство о болезнях и гадание, телецелительство, снятие порчи и сглаза, контактерство с НЛО, открытие (отверзение) третьего глаза и чувств и лечение этим способом, йогические упражнения, колдовство, ворожба, лечение у "бабок", лечение у волшебников, чародеев, волхвователей, обаятелей, астрологический прогноз болезни, лечение в салонах доверия типа "Нелина", "Интрапси" и прочих. Вам ,если вы ходили к неправославным местам и шаманским камням, целителям(хоть к типа православным,хоть к белым магам),экcтрасенсам,магам,гадалкам,парапсихологам и бабкам,увлеклались мистикой,эзотерикой,парапсихологией и т.п .. занятиями указанымми на сайтах http://k-istine.ru/ , http://sueverie.net/ , Вам теперь надо на Исповедь в церковь идти к священнику, рассказать ему обо всем,что вы обращались к знахаркам,лечащих молитвами бабушкам,целителям,экстрасенсам, оккультистам,смотрели передачи с ними,сами занимались оккультизмом.,и он скажет вам ,что делать. Перед исповедью надо почитать книжку "В помощь кающимся",там написаны все грехи,их тоже надо исповедовать,если совершали. Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии. Перед Исповедью надо принять Крещение(таинство крещения),т.к в таинствах православной церкви могут учавстововать только крещенные люди. Про таинство Крещения: http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery_pomaznskii-01. htm Дополнительно: Зачем нужны таинства православной церкви,почему без них душа человека не может попасть в рай: http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery.htm Основы православия: http://k-istine.ru/base_faith/base_faith.htm http://k-istine.ru/occultism/occultism.htm http://sueverie.net/ Тут как раз расписано,что является оккультизмом и магией,какие есть ловушки дьявола для верующих и обычных людей.,и чем опасны оккультные занятия.(кто увлекался занятиями,указаными в сайте k-istine.ru, вамнадо обязательно на исповеди священнику рассказать о своих занятиях,так освободите и спасете душу). Бог вас не будет наказывать и простит вас, если вы покаетесь на Исповеди в православной церкви,и получите прощение и спасение души,как благоразумный разбойник распятый вместе с Иисусом,или православный святой Киприан(сначала он был волхвом,магом,а потом принял христианство и умер как ученник за веру,вот про Киприана): http://days.pravoslavie.ru/Life/life1651.htm Из Библии: (сам Бог прощает любой грех при искреннем покаянии): Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11). Православный подвижник Макарий Великий : http://www.pravoslavie.ru/answers/6932.htm «Случается же, что сатана ведет разговор с тобою в сердце: «смотри, сколько худого сделал ты; смотри какого неистовства исполнена душа твоя; сколько обременен ты грехами, что не можешь уже спастись». Сие же делает, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, потому что неприятно ему покаяние твое. Ибо как скоро чрез преступление вошел грех, – ежечасно беседует он с душею, как человек с человеком. Отвечай ему и ты: «имею в Писании Господни свидетельства: не смерти хочу грешника, но покаяния, чтобы обратился он от пути лукавого, и был жив (Иезек.33,11). Ибо для того снисшел Он, чтобы спасти грешных, воскресить мертвых, оживотворить умерщвленных, просветить находящихся во тьме». Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии.

что за бред, на мопеде окереть можно

XTM

"Но от третьей мировой тогда мир спас наш президент Ельцин. "
от третьей мировой вас спасли советские ракеты