Путешествие из Братска в Тункинскую долину в июне на Subaru Forester

03.07.2012 | 15485 просмотров

Автомобиль Subaru Forester. Экипаж два человека — я и моя жена.

Выехали из Братска в 7:45 утра 03.06.12, время отъезда не определяли, проснулись и решили ехать. Настроил в своей голове «круиз-контроль» на 100 км/час и в путь. Трасса была полупустая, обгоны проводил, как правило, с ходу. Дорога была до Тулуна хорошая, в Тулуне плохая, а дальше до Турана, можно сказать, очень хорошая — все-таки подвеска у «Форестера» для неидеальных дорог отличная, мелкие выбоины не замечает. Качество покрытия ощущал только по изменению шума в салоне. Тулун прошел на разрешенной скорости до 60 км/час, естественные «лежачие полицейские» в виде ям и выбоин всех заставляют соблюдать правила дорожного движения. При выезде из города перед АЗС неожиданно громко «заскрипел» антирадар, проезжаю за АЗС, а антирадар все равно скрипит, стал внимательно следить за обочиной дороги и обнаружил машину ДПС. Молодец «скрипач», избавил от штрафа, так как на этом участке я точно бы поехал более 40.

В 11 часов обнаружил хороший съезд с трассы и остановился на перекус в тени деревьев. Попили чайку с бутербродами в комфортных условиях, в креслах и на походном столике, подышали свежим лесным воздухом. С начала путешествия решили через каждые 2-3 часа останавливаться, чтобы поездка воспринималась отдыхом, а не утомительной гонкой. Иркутск миновали по объездной дороге, на навигаторе ее еще нет, но заблудиться невозможно. Проехались по серпантину дороги на Култук, слегка хватили адреналину. Поразили не сами головокружительные повороты, скрытые лесом или горным рельефом, а действия водителей. Сколько раз приходилось резко тормозить, двигаясь на крутой подъем, чтобы пропустить перед собой лихача, не успевающего закончить обгон.

На смотровой площадке возле Култука затарились копченым омулем (цена горячего и холодного копчения одинаковая — 100 рублей за хвост) и пивом, полюбовались открывшимся видом на Байкал. Свернули на дорогу в Тункинскую долину — основную, но не конечную цель нашего путешествия. У нас были путевки в пансионат «Энергетик» в Ниловой Пустыни с 4 июня, и мы решили сначала заехать в Аршан набрать минеральной воды, лечиться — так лечиться, а уже потом в свой пансионат. Ночевку заранее не планировали, если будет холодная дождливая погода, то остановились бы в каком-нибудь частном доме или мотеле, а при теплой погоде — ночевка на природе. Ехали по живописной дороге и примеривались заодно к возможным местам ночевки — пригодных мест полно. Пересекли несколько горных рек, отличные места, но нам еще рано для ночлега. За селом Тибельти Иркутская область закончилась, началась территория Бурятии и, соответственно, Тункинская долина и Тункинский национальный парк.

Белое — это цветы, а не снег.

Снова дорога, характерная для Тункинской долины.

Дорога давалась удивительно легко, ну, а когда справа по борту появились остроконечные заснеженные вершины Тункинских Гольцов, то восторгу не было предела — завораживающее зрелище. Так и ехали вдоль долины, глазея на горы, тянущиеся параллельно дороге на удалении 20-30 километров.

Тункинские Гольцы (вид с дороги).

По указателю свернули на дорогу в Аршан, проехали мост через Иркут и начали стремительно приближаться к горам.

Дорога в Аршан.

Аршан уже ближе.

Проехали по центральной улице Аршана и уперлись в рынок. Оставили машину на стоянке, а сами пошли прогуляться по парку санатория «Аршан» до питьевых бюветов с минеральной водой. Попробовали воду на вкус — отлично. Набрали в пластиковые бутылки прохладной минералки для дальнейшего использования в лечебных целях внутрь за полчаса до еды. Вернулись на берег Иркута и разбили лагерь недалеко от моста на огромной ровной поляне.

Стоянка возле Иркута.

Достали из холодильника омуля, пиво и другие продукты, отметили начало отпуска. Палатку с собой не взяли, думал, что в машине будет удобнее спать. Ошибся. Спать то еще можно, пол ровный и мягкий — расстелили надувной матрас, но залезать на постель и выбираться из машины очень неудобно, да и воздуху мало, не то, что в палатке… еще это пиво.

Автомобиль-кровать.

Утром выпили чая из термоса и прямиком в пансионат, где успели даже позавтракать.

Дорога в Нилову Пустынь.

Дорога по ущелью к Ниловой Пустыни.

Курорт «Нилова Пустынь».

Пансионат «Энергетик».

Поселились в новом корпусе, очень похожем на альпийское шале.

Пансионат «Энергетик», наш корпус 3.

Кстати, в номере обнаружили шампунь и гель с названием «шале». Номер очень понравился — просторный, стильный, с новой мебелью, спутниковым телевидением, естественно, со всеми удобствами и балконом. В холле стоял сильный запах пихтового масла, как в сауне. Перебор…, но все равно приятно. Сначала заселили в 13 номер, но, оценив выражение наших лиц, дали ключи от 12 номера.

Холл нашего корпуса. Бильярд платный — 100 рублей и играй, пока не надоест.

Балкон номера.

Про пансионат больше писать не буду, а то будет сплошная реклама.

Вид из номера. Река скрыта деревьями.

В бальнеологической лечебнице «Нилова Пустынь» получили санаторно-курортные книжки и сразу же приняли радоновые ванны. Я с горячей водой в 42 градуса, жена с теплой. Еще до поездки мы ожидали и настраивались на определенный «сервис» в лечебнице, так что обстановка и действия обслуживающего персонала не были сюрпризом. Обслуживали, как умели, если учесть, что здесь настоящая глушь, то вполне сносно. После ванн всегда хотелось спать, я думаю, не столько от радона, как от горячей воды и чистейшего воздуха. Ну а после обеда обязательные прогулки вдоль горной реки Ехе-Угунь на пляж.

Река по дороге на ванны.

Речка Ехе-Угунь по дороге на пляж.

Естественно, посетили культовое место Ниловой Пустыни гору Сагаан Хайран (Белая песчаная) с расположенным у подножия дацаном. Это священное для бурят место посвящено Бурхан-Баабаю. Толкование названия различается, так как здесь слились шаманство, буддизм и легенды местного населения. Кстати, у нас в Сибири, слово «бурхан» (хозяин местности) широко прижилось. Рыбаки, приехав на водоем, первым делом нальют стопочку или просто побрызгают водочкой, отдавая дань хозяину реки Бурхану, иначе удачи не видать. Ну а здесь, в Бурятии, мест, где следует побурханить или принести в дар Бурхану монетки, сигареты, или просто привязать ленточку, очень много. Увидите привязанные ленточки на дереве, значит, это значимое место для бурят: родник, перевал, гора или очень удобное место для отдыха.

Священное место Бурхун-Баабай.

В свободное от приема ванн время ездили на машине в Аршан, на Окинское плато и озеро Ильчир, откуда берет свое начало река Иркут.

Ледяная река по дороге в Монды. Здесь на берегу Иркута разбит лагерь туристов-водников.

Дорога на Монды. Вдали г. Мунку-Сардык сливается с облаками.

Дороги везде отличные, за исключением дороги от Турана до Ниловой Пустыни и Монды — Орлик, где нет асфальта, и пока не предвидится. Сейчас активно ведется строительство дороги на участке за Шимками до Турана, скоро трасса Култук—Монды будет вся асфальтированная.

Приятно удивился расходом бензина моего «Лесника» — 7,5 л на 100 км, и это с учетом путешествия на Ильчир и многочисленных съездов с трассы. Либо асфальт хорошего качества, либо «круиз-контроль» в 100 км/час сделал свое дело. Раньше тщательно расход не измерял, но мне он казался литров 9 по трассе и 11-12 в городе. Проблем с заправками не было, АИ-92 был везде, а цены ниже чем в Братске.

Отдыхать в Тункинской долине очень понравилось, с погодой повезло — тепло и солнечно, природа — просто супер, на любой вкус: горы, равнины, реки бурные, реки спокойные, леса, поля, даже тундра. Когда в Ниловой Пустыне (высота 900 м над уровнем моря) было все зелено, на Окинском плато (высота 2 000 м) была еще ранняя весна, зелени не было, а озера были большей частью подо льдом. Очень хотелось сделать восхождение на самую высокую гору региона Мунку-Сардык (высота 3 491 м), это можно сделать за несколько часов, но не нашлось компаньона, а одному мне, пенсионеру, было опасно.

Вид с Окинской дороги на Мунку-Сардык.

Р. Белый Иркут. Отсюда начинается тропа на Мунку-Сардык.

Верховье Иркута.

Озеро Ильчир. Здесь в июне еще зима.

Самое приятное — не было комаров, после купания приставали иногда пауты, но от них удавалось легко спасаться. Из-за лени не удалось порыбачить, хариус был для меня мелковат, но менее требовательные рыбаки что-то ловили. 15 дней для отдыха в Ниловой Пустыни все же многовато, если бы не автомобиль с возможностью ездить по достопримечательным местам, то было бы скучно. Мы не успели посетить другие многочисленные источники минеральной воды, Коморские озера, вулканы, пещеры. Так что можно приезжать еще.

Больше букв писать не буду, смотрите фотографии.

Мост через Иркут.

Нилова Пустынь. На ручье еще лежит лед.

Р. Иркут. На льду.

Мост через ледяную реку.

Окинское плато. Возле озера Ильчир.

Хамар-Дабан. Вид с Тункинской долины.

Река Ехе-Угунь. Настройка на купание.

Купание.

Частный сектор в Ниловой Пустыне.

Пансионат «Радон».

Огоньки.

Местная лошадь.

«Деревенский двор».

Эти дома в Ниловой Пустыни сдаются отдыхающим.

Дорога в Хойто-Гол. Где-то там вдали Шумакский перевал.

иркутская область
Видели вас возле моста через Иркут,жаль,не знали,что земляки.Может,видел темно-синюю короллу?А что на мин.источники не заехали,спину подлечить-самое оно
Опоздавшему поросёнку титька достаётся возле задницы.

Влади-Сарат
Где "Я", а где "завтра"

бывал в этих местах. природа супер.

Минусинск
Для пенсионера пойдет, у каждого возраста свои потребности и интересы. Интересное место и красивое. Спасибо и удачи Вам!

"Иркутск миновали по объездной дороге, на навигаторе ее еще нет, но заблудиться невозможно." Поставь новые карты, там уже давно дорога есть. http://www.gps-baikal.ru/

Баба Нина:
Зато, фотки хороши. Не просто телефоном "нашлепаны".

Крута

Очень душевно отдохнули и очень спокойно...иногда не хватает именно такого отдыха, в перерывах между сплавом/восхождением/длительны ми активными поездками/походами...
Экскурсии по Горному Алтаю.

да конечно здорово отдохнули....молодцы....Сам бы с удовольствием съездил...но блин далеко...

McLaren150:
Что-то драйва не чувствуется от прочитаного
Отчет был написан во время отдыха, после ванн наступает такое умиротворение и раслабуха, что не до драйва.

Паша 38:
В основном весь отдых и занимался лечением спины и травм суставов. Говорят лучше "Ниловки" такие травмы нигде не лечатся.

Игет1:
А для нас раз плюнуть, всего за время поездки намотал 2,5 тыс. км. Маршрут выходного дня.

Осётр:
Сплав намечен на сентябрь, вернее сплав с рыбалкой на таежной реке.

Вопрос не по теме: где и почем брызговики брали? Неоригинал судя по цвету?
Атмофорик, 06, МКПП, ЛР
Прадо, 97 КЗ, АКПП. ПР

McLaren150:
Что-то драйва не чувствуется от прочитаного
здесь лечение + созерцание природы. драйв здесь и не нужен. ИМХО.
ЕдРо - язва России.

Иркутск (р-н)
Street Storm:
Крута
круче некуда.... За интересное путешествие... 5 ))
Мой отзыв: Honda Avancier 2001

ГыГы:
Все верно написано, только одна поправка: на Мунку можно сходить за несколько часов в мае, когда на Иркуте еще лед, летом же так просто не проскочишь:)Вопрос не по теме: где и почем брызговики брали? Неоригинал судя по цвету?
Достался в такой комплектации плюс вебаста от предыдущего хозяина.

Alleskoenner:
здесь лечение + созерцание природы. драйв здесь и не нужен. ИМХО.
Как говорят врачи, вреден. Нагрузка на сердце с радоновых ванн большая.

Читать приятно. Рады за Ваш полноценный отдых. Сам из Тункинской долины, приятно видеть правильно написанные названия местностей и прочего. За сервис стало обидно, но и мы к этому прийдем. В плане досуга сейчас на р. Зун-Мурино можно покататься на катамаране (можно и по продолжительней сплав заказать, никто не возраждает если позже номер укажу?) есть музеи этно-культурные, природные... в Мондах есть геолого-минералогический музей, содержит его ветеран геолого-разведки Восточных Саян (номер в конце статьи также будет :-) из Ниловой Пустыни в Монды организует поездки моя знакомая (и ее номер могу поискать) В целом приятно было видеть отзыв о путешествиях в родных местах, в Тункинской долине. Приятно что автор доволен отдыхом а в плане организации досуга можно обращаться ко мне... да-да почти реклама..:-) но все это для появления новых положительных отзывов здесь. итак мой номер 89085943075 Владислав, катамаран Зун-Мурино орагнизует Жора 89516364791 музеем в Мондах заведует Юрий Антонович 89041422249, а из Ниловки туда возит Светлана 89024516699 на последок хочется отметить что в Тунке много красивых мест. И показать их Вам наша задача, так что звоните и посещайте нашу страницу fb.com/jorallyroger vk.com/jorallyroger https://www.facebook.com/pages/Отдел-туризма-Администрации-М О-Тункинский-район/168636746498333

bnv-1954:
Как говорят врачи, вреден. Нагрузка на сердце с радоновых ванн большая.
как и все ванны погружаться до уровня сердца, глубже не нужно. после процедур отдых в непроветриваемом помещении (продует легко и надолго). и подобные процедуры все же только с назначения врача.

Ростовская обл.
"Священное место Бурхун-Баабай" Буряты поклоняются геодезии!!!Священный тригопункт!

kalьyan:
Эта вышка не простая, на верху в бочке находятся бумаги с буддийскими молитвами и серебряные изделия. Подняты высоко в небо, чтобы будда мог их разглядеть и порадоваться, что его уважают.
Священна не эта вышка, а само место возле песчанной горы.

Салехард
отлично съездили, с пользой главное!
Это от водки - это пройдет!

Красиво. Когда я куда-нибудь поеду.

Тунка прекрасна!

Зачёт!Природа изумительная!

благовещенск
Воспользуюсь ссылками телефонов местного гида Владислава.Спс за инфу.
..и человек сказал-Я Русский.
И Бог заплакал вместе с ним..

А В С D-осаго/КБМ

Сибирское Усолье
Был там и не раз - места действительно отличные,после городской суеты самое то.

дефавод:
Не удержался-пишу:В июле прошлого года возвращаясь вдвоем с женой из Иркутска в Благовещенск(летали в Тай/Камбоджу)на мерине-350ML,случайно услыхал о Аршане.Решили съездить.Ехали от фонаря,вначале в Аршан заехали,сходили на водопад,по пути денег попросили в избушке,а мы все в машине оставили-пустили так.Затем уехали в жемчужину,стояли в лагере на Иркуте.Кароч-Аршаном заболел,в июле- августе готовлю Дэфа-110,поеду снова.Вода,природа,люди-все оставило неизгладимые впечатления.Не соберу народ-поеду сам,жене отпуск зарубили-поеду один.Но ПОЕДУ.Там столько всего..... Воспользуюсь ссылками телефонов местного гида Владислава.Спс за инфу.
Здесь смотри http://angara.net или http://nature.baikal.ru А если еще на Шумак сходите, так от Саян ваще не оторвешь :)

Сообщений: 1918
Природа в Тункинской чище даже чем на Ольхоне.
Крест.

Зачет!!!

Отчет был написан прямо в номере за вечер. У большинства, похоже, сложилось мнение, что Тункинская долина - это отдых для пенсионеров.
Да, конечно, Тунка это уникальное место с многочисленными минеральными источниками и все это в пределах досягаемости на автомобиле. Для молодежи Тунка это горы, бурные реки, высокогорные озера и рыбалка на стремительного хариуса.
С Ниловки начинают маршрут через Шумакский перевал. Такое впечатление, что Шумак знает весь мир, только африканцев здесь не встречалось, а в России мало кто знает.
Зато россияне хорошо знают Турцию, Египет и Таиланд, парадокс.

Ust-Ilimsk
Были там в 2008м... Доехали до границы с Монголией... Земляку 5 :)

bnv-1954:
Ошибаетесь. Про Шумак знают многие в России, может даже и к сожалению. В прошлом году встречал семью аж из Калининграда. Они шли на Шумак, а я выходил.

insar:
Я бывал на Шумаке, когда жил в Новосибирске, мы там никого не встретили. Считаете, что у нас про Шумак знают больше чем про Турцию и Египет, сомневаюсь. Там бывают миллионы россиян, а на Шумаке сотни человек в год.

bnv-1954:
Вы в каких годах были ? Сейчас там толпы в сезон ходят и не только Шумак. Миллионы на Шумаке нафиг не нужны, пусть в Турцию и ездят :) чище будет!

insar:
Я был в конце семидесятых и не только на Шумаке. На Шумак большинство и не пойдет, а вот в Тункинскую долину при соответствующем сервисе думаю что поехали бы.
Сейчас на Шумак многие попадают на вертолете, мне это не интересно.

это не ландыши,что значит Сибирь,надо на юг съездить и зайти в лес

bnv-1954:
Сейчас на Шумак многие попадают на вертолете, мне это не интересно.
Повторюсь - на Шумак сейчас ходят многие. Вертолет на турбазу Шумак - зло :) Как правило с развитием ифраструктуры туризма пропадает настоящая природа!

Не надо нам там толп!

KDL38:
Не надо нам там толп!
В Сибири -толпы?
Бываю до сих пор в местах, где с медведем столкнуться более вероятно, чем встретить человека.

В Сибири -толпы?
Вам про Фому, а Вы про Ерёму :)

insar:
Вам про Фому, а Вы про Ерёму :)
Да я все о том же.
Мне как сибиряку показалось столпотворением на Домбае (тысячи человек в день), москвичам так не кажется.
И кто скажет, что на Домбае ненастоящая природа?
В Ниловке нет толпы, а на Шумаке оказывается толпы народа.
Давайте отделимся от всего мира и будем сами любоваться природой в гордом одиночестве.

DAP

Академгородок, Новосибирск
вот для меня нашлось ещё одно приятное место, которое следует посетить в родной стране... )))
Est modus in rebus

Молодцы!Фотки красивые!!!

Был там в 70-х командировкой в с Монды. Попутно за несколько дней вылечил за несколько дней тяжелый панкреотит. Родиола розовая, собранная у подножья Мунку-Сардыка подняла тонус членам семьи. Фотографии делал из-под полы, т.к. место приграничное, было закрытое для обозрения простым смертным

Великолепная поездка, единственное, мозг с утра надо настраивать не на 100 км\час а на знаки и дорожную обстановку.

Magadanec:
Великолепная поездка, единственное, мозг с утра надо настраивать не на 100 кмчас а на знаки и дорожную обстановку.
На обратном пути в потоке шел на 140 км/час, тоже комфортно.

DAP:
Спасибо, с этой целью и писал, вдруг еще кто-нибудь захочет побывать в наших краях.

Альберт Бахтин:
Сейчас тоже пограничная зона, но пропуск необходим, если приближаться к самой границе.

Благовещенск, Амур
Игет1:
Тю, далеко, ну ты даешь, на японке легко, соберись и в путь))))
TOYOTA SUCCEED VAN 2002 NCP51V-VXPDK 1NZ
Позывной СиБиi - "Амур28"

bnv-1954:
Я же писал, что дорога хорошая, полупустая, но мне комфортнее было ехать на 100 км/час. На обратном пути в потоке шел на 140 км/час, тоже комфортно.
Блажен, кто верует............

Magadanec:
Блажен, кто верует............
Раскрыли бы поподробнее, а то "мужики то не знают"

нормально

Иваново
Молодцы,ребята!

иркутск
Отзыв хороший. Если поехали бы дальше в сторону Орлика, а там еще красивее. Там начинается Окинский район. От Монды до Орлика 165 км по гравийной дороге. Есть красивые места для отдыха, сплава по реке, эстремальные. Долина вулканов чего стоит! Минеральные источники, Жойган (в переводе - Пихта) на границе Тувы с Бурятией, Хойто-гол местные аршаны, рыбалка, природа и т.д. Все классно.

"Давайте отделимся от всего мира и будем сами любоваться природой в гордом одиночестве".
не нужно отделяться от мира, многие и без того считают, что Сибирь, Байкал - это край света. Просто люди должны чувствовать ответственность за каждый фантик, оставленный в горах, в нашей сибирской тайге.
Спасибо за отличные фотографии. Обожаю наши места в любое время года. Красивейшая, девственная природа. Ездим в Аршан регулярно, чаще на выходные. не устаю восхищаться природой. когда долго не бываешь в Тунке, начинаешь скучать по этой красоте, бросаешь дела и вперед! В прошлое выходные пейзаж был сильно задымлен. Судя по всему, опять горим. Отъезжаешь от Аршана - из-за дыма гор не видно, в Жемчуге - то же самое. Обидно.
Эти места всегда интересны тем, кто любит природу, независимо от возраста и занятий, для неравнодушных и любопытных там всегда есть, куда пойти, поехать, что посмотреть. А как вкусные позы! Какие огромные чебуреки!

По хорошему завидую иркутянам. Рядом легендарный Байкал, реки Ангара, Лена, уникальная Тункинская долина - фантастические уголки природы, отличные для места отдыха!

Форик это по нашему!

Улан-Удэ03rus
Лепота!!!
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

bnv-1954:
А в Братске Ангара далеко что ли :) И до Лены вроде ближе чем Иркутянам!
Можно поменять в жизни все: жену, тещу, страну, город. Но - ВMW только на ВMW !

Отличная поездка! Фото супер, но это не ландыши.

красиво!!!5+

Был там пару недель назад. Зря в Аршане Вы не были на водопадах, воздух чистейший, красота... Ну и нужно было конечно же заехать в п. Жемчуг на горячие источники... Удивил бывший пост ГИБДД на границе иркутской обл. и Бурятии, стоят лесники какие то с полосатыми палками, просят по 60 р. за проезд с рыла, но я был предупрежден и громко попибикав промчался больше сотки мимо них, хотя и махали они палками своими... :-) Так же при входе на водопады рубят по сотке, послал их лесом... А в жемчуге собирают по сотке с авто за въезд на пляж, тоже были посланы далеко... :-) Шли бы деньги на дело дал бы, а так не предоставляют даже ни каких бумаг...
Jeep Grand Cherokee Limited V8 4.7 WJ O|||||||O

Красивые места.

Природа изумительная!Молодцы,ребята!Фо рик это по нашему!
Я за любой кипиш!
Тел. 89138808000

Здорово!!!

Ан
Прекрасно я считаю съездили! Скажи автор, а съезды на машине на черный иркут (это который уходит на север от стрелки Белого и Черного Иркута) были??? Хотим с другом летом на машине на берег по рыбалку...