Путешествие в двухколесном кабриолете по святым и мистическим местам Сибири (мысли странного человека)

15.06.2012 | 36763 просмотра

Часть 1

Отправившись в очередной раз на поиски русской души, я попытался ответить на извечный вопрос, кому в новой России стало жить хорошо. А заодно понять, кто строит теперь православные храмы и остались ли странники на Руси. Еще я хотел узнать, почему наш государь неожиданно решил переименовал милицию в полицию и почему сел Ходорковский. На все эти и многие другие вопросы я получил ответ, путешествуя по бескрайним и таинственным сибирским просторам на китайском скутере.

* * *

Первый день пути, первые километры, первые часы — самое тяжелое всегда, это первый день. Нужно втянуться в езду, нужно перестроиться, найти удобное положение на скутере, чтобы тело смогло привыкнуть к новой для него жизни на колесах. Сегодня моему телу все мешает, ему все неудобно. Постепенно нахожу удобное положение, даже умудряюсь полулежать на скутере — сзади к багажнику у меня приторочен большой рюкзак, к нему я привял маленький рюкзачок, теперь опираюсь на все это спиной, получилось как бы полукресло. Не хуже чем в машине, только обзор во сто крат лучше и ветер обдувает, как в кабриолете.

Еду на Новосибирск (из Томска по новой дороге). Прохладно. Одел на себя все, что взял в дорогу, осталась кофта, но ее я держу на тот случай, если возвращаться придется зимой, так уже бывало.

Монастырь на колесах

Что меня привлекает в путешествии? Путешествие — это выход за пределы каждодневной серой обыденности, из которой состоит наша жизнь. Обыденность, она необходима, но чтобы она не превратилась в смерть, нужны выходы. Путешествие — это освобождение, которое должен иметь каждый человек, хоть раз в год. Особенно это нужно русским. У нас на всем лежит печать недавнего рабства. Уже более ста лет прошло со дня отмены крепостного права, а глянешь в окно, откроешь любую газету — ничего не изменились, та же крепостная Россия.

А путешествие дает восполнить дух свободы, пусть на короткое время. Потому что как только ты стал на этот путь, ты становишься максимально свободен от всех временных пут, которыми ты себя ограничивал в том, другом, теперь таком далеком мире, оставшемся за пределами путешествия. Многие даже не знают, что такое настоящая свобода, а есть такие — кто свободен всегда. Я сейчас могу даже дорогу выбирать в любом направлении, и обидеть меня никто не может — встречные мне рады, раздраженные города я объезжаю стороной и даже вездесущие гаишники теперь безобидны. Ведь благодаря совершенному российскому законодательству, нищих скутеристов они еще не замечают.

В одном из фильмов Феллини одна монахиня говорит, что их заставляют каждые два года менять монастырь, потому что когда ты живешь долго на одном месте, то привыкаешь и забываешь о главном. Путешествие, когда ты на месяц-другой превращаешь свой скутер почти в монастырь, тоже позволяет вспомнить о самом главном.

Первым делом мне нужно освободиться от привязки к родному дому — через 20 километров заехал к одним знакомым, через 10 к другим, — потому продвигаюсь сегодня крайне медленно. И только когда выеду за пределы области, наступит долгожданное освобождение и начнется общение с абсолютно незнакомыми людьми, общение, которого при путешествии в машине не происходит. В машине ты закрыт от всего излишнего, причем, чем богаче твоя машина, тем сильнее ты в ней запрятан.

Меня обошел мотоцикл «Иж», в деревнях они еще сохранились. Сколько же от него гари. Подумал, может это и хорошо, что мы перестали делать мотоциклы. Обернулся, посмотрел на выхлоп от скута, ничего. Это какая же забота об экологии.

В путешествии ты начинаешь, действительно, думать о главном. В городе тебя от этого процесса постоянно что-то отвлекает — телевизор, сотовый телефон, какие-то люди постоянные. Здесь на тебя обрушивается огромное количество абсолютно незнакомой тебе тишины, покоя и свободы, и начинают выползать из глубин потаенные мысли, которые ты всю жизнь откладывал на потом. Только ради этого и стоило ехать в это долгое, рискованное и многотрудное путешествие.

Слышал, что в Индии кто-то из президентов один день в неделю всегда проводил в молчании. Меня часто спрашивают, зачем ты едешь в эту даль неизвестную, окунаешься в эти испытания, когда ты не знаешь, проснешься ли утром и вернешься ли назад живой и здоровый? Но разве кто-то из нас может быть уверен, что он доживет до следующего дня? Однако мы живем и не знаем. Я не понимаю, что отвечать на такие вопросы, как не знаю, что ответить, когда тебя спрашивают, почему ты дышишь или почему ты любишь. Я еду для того, чтобы побыть в неизвестности, еду туда, где нет стабильности, где все незнакомо, где каждого человека ты видишь первый и, наверно, последний раз в жизни, — и это все очень важно, с каждым из этих людей я должен прожить целую жизнь. Кроме того, я тоже могу побыть в молчании, как тот президент и подумать о главном: кто ты и зачем пришел в этот мир. На все это у меня нет времени в суматохе и ерунде дней обыденных.

На самом деле неизвестность — это счастье. Потому что когда в тебе есть уверенность, что ты находишься под защитой, что Он тебя любит и о тебе всегда помнит, то неизвестности, трудностей и опасностей как бы не существует. Есть только необходимые испытания, иногда даже смертельно опасные, — но они необходимы. Другое дело, что эту защиту можно в любой момент утратить, и сохранение ее — это и есть самое главное.

Меня осуждают, что оставляю надолго семью. Мне самому это более всего тяжело, но я понял, что это как мой крест, мой обязательный ежегодный обет, жертва. И сами дети, и даже жена это постепенно начали понимать и меня почти не осуждают. Они видят, что поездки всех нас «обогащают». При всем том, что я ничего материального из них не привожу, но зато как много привожу покоя и тишины, мудрости и впечатлений, — всего того, что нам хватит надолго, на всю жизнь, что не купишь ни за какие деньги.

Дочь путешественника.

Тут советской власти нет

Мы всё кричим: отсталое село, вымирающее село. А они живут прекрасно и нам, городским, их догонять и догонять. В центре Кожевниково зашел в продуктовый магазин, в самый обычный магазинчик, где торгуют хлебом и всем остальным. А там, в красном углу, иконы висят. Сорок лет живу, но икон в магазине еще не встречал. Похоже, советская власть действительно заканчивается, во всяком случае, на селе.

В Кожевниково покой и тишина. Здесь даже дедушки уже сидят на скамеечках вблизи своих домов. У меня родители тоже живут на селе в тридцати километрах от города и там на скамеечках никто не сидит. Я заметил, что нужно отъехать минимум сто километров от ближайшего центра цивилизации, чтоб стали появляться старички и скамейки, чтоб стал обретаться покой в душах. Когда я жил в Москве, то замечал, что там нужно отъехать минимум 300-400 километров от Москвы, чтоб ее влияние перестало ощущаться, чтоб пошли исконно русские деревни.

У нас в области есть два монастыря — один в городе, другой в трехстах километрах. Городской монастырь это, конечно, хорошо, он тоже нужен, но когда ты побываешь во втором, загородном, увидишь этих отрешенных от мира молитвенников, наслушаешься тишины, без которой молитва невозможна, то городской монастырь за монастырь уже не считаешь.

В любом городе есть грех-грязь, и этот грех он неизбежно распространяет вокруг себя. В селе, где живут мои родители, молодежь часто не хочет переезжать в город. Поначалу меня это удивляло, ибо в том селе нет ни работы, ни денег, нет никаких перспектив. Но город, в котором мы, городские, видим единственное спасение, им чужд и враждебен, и интуитивно они чувствуют, что в городских условиях жить нельзя, что для души это вредно и губительно.

Поэтому, только после того, как я отъехал сотню километров от города, стали появляться настоящие традиционные, исконно русские села и деревни. Я уверен, абсолютно уверен, что именно в них живет русская душа, душа нашей такой противоречивой, вечно болезненной и одновременно такой великой нации. То есть она скрывается не в городах, не в храмах и монастырях, а в нашей нищей всеми забытой деревне, забытой людьми, но не Богом. Мы незаметно забыли о ней, о том главном, что мы имеем. И для встречи с ней, убогой, я отправляюсь каждый год в эти многотрудные, экстремальные путешествия и буду наверно ездить, пока позволит здоровье и будут средства.

Мне говорят, я часто противопоставляю город и деревню. Меня такие обвинения удивляют, потому что внутри меня большого противопоставления нет — я вижу достоинства и того, и другого, во мне живет любовь и к городу, и к деревне. Город тоже изобилует хорошими людьми, но их там труднее найти, им там труднее сохраниться.

В поездке мысль пробуждается. Меня самого каждый раз удивляет, что в путешествии я мыслю как профессиональный лектор. Здесь я тоже постоянно пребываю в мыслетворчестве, в неустанной внутренней работе.

Считается, что мы мыслим постоянно, не переставая ни на минуту, но о том ли мы мыслим? Здесь, в пути, ты понимаешь, что там, в оставленном тобой мире, за пределами этой тишины, в городе, в ее суматохе, в каждодневных делах и проблемах была вовсе не мысль, а лишь ее слабое подобие. Настоящая мысль началась только в путешествии.

В этом году меня почему-то несколько раз спрашивали о смысле жизни. Уже несколько лет никто не задавал этого вопроса и тут началось. Я стал задумываться, консультироваться, оказалось, что смысл не в том, чтобы искать истину, как я думал, а идти по пути истины, потому что истина давно всем известна, она нам дана, но следовать ей, помнить о ней всегда, каждодневно, ежесекундно — это и есть самое сложное в жизни. Не то, что она дана нам в какой-то религии, в ее заповедях, истина присутствует в каждом из нас интуитивно. И чтобы понять это, открыть ее в себе, порой нужно затратить целую жизнь.

После Кожевниково у дороги стоит кафе. Обычное кафе, перекусил-закусил и езжай дальше. Только у этого, похоже, нестандартный хозяин. Наш мир скучен и однообразен, а он своими силами решил его немного изменить. С этой целью рядом со своим кафе он создал музей ретро-автомобилей под открытым небом. Судя по номерам машин, он свозит их со всего мира — особенно много, почему-то, прибалтийских и грузинских номеров. А охраняет этот ретро-музей самая настоящая лиса, сидящая тут же на длинной цепочке. Подошел к ней, чтоб сфотографировать, она тявкнула, как заправская собачонка и юркнула в глубокую нору, которую сама же и вырыла.

На выезде из Томска тоже есть не менее оригинальное кафе, армянское, или даже ресторан, где для увеселения и привлечения посетителей хозяин поставил рядом клетку с двумя медведями. В городе нет своего зоопарка, потому возле клетки всегда шумно и людно. Хозяин этого кафе еще построил рядом армянскую часовню. Говорят, это единственная армянская православная часовня в Сибири. Единственная она или нет — не знаю, но точно единственная, которая всегда открыта и где можно всегда взять свечи, заплатив за них любую сумму в специальный ящичек для пожертвований.

Остановка в деревне Екимово. Остановка, как остановка, все хорошо, если бы здесь не жил еще один местный оригинал, который создал из обычной сельской остановки часовенку, в которой можно и от дождя с ветром укрыться и Богу помолиться. Нет, богата еще русская земля самородками, не утратившими юношеский задор с романтизмом и в зрелые годы.

Машин теперь встречается очень мало, и это несмотря на прекрасный асфальт. У нас дороги бывают хорошими только в двух случаях, когда они новые и когда их редко используют, — здесь объединились оба случая. Зато стали часто встречаться старые «Москвичи», причем ездят они без номеров. Это главный показатель того, что советская власть до этих места не дошла, а теперь уже и не дойдет.

Впереди летит косяк журавлей, и я решил их догнать — все-таки подо мной одно из достижений современной двухколесной цивилизации. Разогнался до 80-ти, но к ним так и не приблизился. А они летят себе не спеша, курлычут о чем-то своем, наверно обсуждают последние новости или прощаются с нами до следующего года.

А чем, собственно, я хуже, почему не могу так же с наступлением холодов сниматься с насиженного места и «улетать» в теплые края? Вместо этого мы, люди, приковываем себя к одному городу, одной квартире, одной работе и держимся за них, как за ковчег спасения. Я тоже хочу каждую осень улетать в теплые края, я устал от этих сибирских холодов, но у меня это пока не очень получается. И захотелось как можно быстрее выехать за пределы этой холодной, промозглой и сумрачной Томской области.

Как только останавливаюсь, тут же нужно скидывать одежду — я запакован как черепаха, со всех сторон у меня броня из одежды. Пока ты едешь — ты в осени, остановился — сразу лето. Раньше это не так сильно чувствовалось как сейчас, раньше подо мной был 50-кубовый тихоходный скутер, теперь почти вдвое больше. И я понял, что главное в пути, это теплые вещи и любая дырочка может стать целой трагедией, а когда идет дождь — это уже драма.

Однажды осенью я прокатил жену на скутере. После чего она скажет: Теперь я поняла, почему деревенские парни летом на мотоциклах ездят в ватниках.

Жена у путешественника может быть только такой.

Более всего на скутере всегда мерзнут руки, кисти рук, потому очень важно иметь теплые перчатки. Теперь на мне впервые пусть не новые, но фирменные мото-перчатки, руки в которых совсем не мерзнут. Один томский байкер, узнав, что я собираюсь в дальнюю экспедицию, решил их презентовать. Позвонил. Я намекнул об оплате. Говорит: «Мне деньги не нужны». Часто ли мы сегодня, когда деньги это все, когда их сделали единственным смыслом жизни, когда они правят миром, а из нас делают общество потребителей, слышать подобные слова? Лично я их услышал впервые.

Новое рабство

Постоянства в этом мире нет и если раньше фуры возили бэушные «японки», то теперь они везут новые иномарки, собранные у нас же. И это замечательно, но печалит одно, что среди них нет ни одного действительно народного автомобиля, того, который может себе позволить купить простой учитель, врач или крестьянин. В 90-е, когда у нас была «бандитская» демократия, выпускалась народная «Ока». После запрета «Оки», эту миссию взяло на себя японское старье, — сегодня народных автомобилей нет вообще. Почему это произошло, не ответит никто, хотя ответ знают все.

«Ока», действительно, была не самым качественным автомобилем, но простой народ ее любил, и она дарила ему то же. Она до сих пор ездит по нашим селам, хотя ее лет десять как не производят — это лучшее доказательство взаимной любви.

Сегодня стало выгодно выпускать авто, как минимум, для среднего класса, а малообеспеченный россиянин, каковых у нас большинство, опять остался без колес. Нам говорят, бери кредит и переходи в одночасье в средний класс. Но кредит, это новый цивилизованный вид рабства, разумный человек на него не пойдет. Посмотрите на тех, кто взвалил на себя эту ношу кредитного рабства, разве они живут? Они сами не рады, что поддались на уговоры банкиров. Нас кто-то обманул, сказав, что рабство отменено, нет, оно просто изменило название, все остальное осталось прежним.

А еще я недавно узнал, что зависимость бывает не только наркотической, алкогольной, или скажем, компьютерной, но трудоголизм — это тоже зависимость. Это болезнь, от которой нужно лечить, от нее тоже нужно прописывать лекарства, а все, воспользовавшиеся кредитом, ее потенциальные пациенты.

Вы скажете, как же быть, если нет квартиры или машины, и неоткуда ждать наследства. А кто сказал, что неоткуда? Не знаю, как в европейской России, но в Сибири, одна независимая организация провела исследование среди молодых семей, как к ним «пришла» квартира — результат превзошел все ожидания.

Всем известно, что заработать на квартиру в России трудно, почти невозможно. Молодым семьям задали вопрос, как они приобрели квартиру. Оказалось, что лишь 10 процентов воспользовались кредитами и всевозможными ипотеками, остальным квартира пришла сама разными способами — ее подарили или оставили родители, их дом попал под снос и т.д.

Почему это происходит? У меня есть один знакомый, который живет в своем доме, он нигде официально не работает, но его дом постоянно растет в ширь. Я спросил у него: «Где ты берешь деньги на стройку, если ни на кого не работаешь, пенсии не получаешь, а и дом строишь и вот микроавтобус купил?». «Я давно понял, — ответил он, — что если я служу людям, то Господь обо мне всегда позаботится, Он меня никогда не оставит без куска хлеба». А вы говорите неоткого ждать наследства.

Смутное время

Советы пали, коммунистические идеалы мы сразу забыли, а новых нам никто не предложил. Получилось, что мы живем как бы в безыдейное, в смутное время. Я задумался: а в чем сегодня смысл жизни, и сам ужаснулся от пришедшего ответа. О чем мы слышим ежеминутно из всех коммуникационных дыр, в чем заключается единственный смысл нашего времени, в чем, так казать, источник счастья, ради которого стоит жить? Вот и получилось, что сегодняшний смысл абсолютно бессмысленен. Нам подспудно внедряется одна единственная ценность, единственный «бог» нового времени, которому стоит и имеет смысл служить, ради которого стоит жить, на который можно и должно молиться, — этот бог ДЕНЬГИ. А мы должны только работать, работать и работать и делать это как можно больше и лучше, потому что другой цели сегодня нет и быть не может. И мы все, незаметно для себя, в это поверили. То есть пришли к тому самому золотому тельцу, к язычеству, от которого столько веков бежали.

Нам говорят, что зарабатывать много нужно для того, чтобы прокормить свою семью, детей... Но денег мы зарабатываем все больше, мы покупаем все более комфортабельные квартиры, навороченные машины, но детей при этом рожаем все меньше. Это относится не только к России, а ко всем так называемым цивилизованным странам, везде идет необратимый демографический спад, пока страна идет по пути прогресса. Это стало законом: чем менее цивилизованная страна, тем менее она порочна, тем меньше в ней процент абортов и тем выше в той стране рождаемость.

И пока это происходит, мы все более удивляемся, как это происходит, что обретая все более совершенные авто, покупая новомодные квартиры, обрастая дорогими вещами, мы не становимся счастливее. Мы бежим от рабства, но попадаем в еще большее рабство. Мы бежим от телесной нищеты, но наша нищета духа только возрастает.

Я тоже не могу понять, почему наши деды и прадеды могли себе позволить иметь десять детей. У моей бабушки было еще десять детей. Ее одну, без мужа сослали в Сибирь, но все дети выжили. А я не могу себе сегодня позволить родить даже третьего, потому что со всех сторон из нас сосут деньги — платить приходится буквально за все, только воздух пока остается бесплатным. И все чаще задумываешься о тех людях, которые бросают все, утилизуют квартиры в городах и уезжают жить на земле, чтобы иметь свои дома и не кормить государственных нахлебников. И таких людей становится все больше. Похоже, это единственный выход, пусть внешнее, единственное спасение из дней сегодняшних.

Самым счастливым человеком, которого я видел в последнее время был мужчина, проживший десять лет в пещере в Хакассии и «квартира» которого теперь тоже напоминала пещеру.

Да здравствует чипизация

Я решил задуматься, каков конечный итог прогресса, к чему мы в конце концов неизбежно должны прийти? Итог любого прогресса, который нас ожидает — это всеобщая чипизация населения цивилизованных стран. Это именно то, чего мы так боимся. И оказывается в 2007 году наш министр энергетики подписал закон о нанотехнологиях, обязующий каждого человека вскоре подключить к мировому интернету, то есть чипировать, чтоб можно было контролировать его местонахождение и т.д., и в конце концов «вырубить» в любой момент.

* * *

На второй день пути уже устаешь от одних «важных» мыслей, от которых ты отвык за год. Но через какое-то время понимаешь, что ты еще и не начинал мыслить о действительно важном.

Под Батурино на моем пути встала первая старинная церковь, церковь иконы Божьей Матери Иверской в селе Чилино. От местных жителей узнал, что службы в ней случаются крайне редко, батюшка приезжает только по большой необходимости, а судя по заросшей тропинке, ведущей к церкви, служб в этом году еще не было.

У каждой страны своя «валюта»: из Казахстана к нам в Сибирь едут фуры с бесценными для Сибири арбузами, а назад они увозят бесценный для них сибирский лес.

Питаюсь я теперь как некогда в Москве: горячее только утром и вечером, в обед у меня легкий перекус, чтобы время не тратить на приготовление.

Скутерная мафия

А вон в кустах гайцы прячутся, только мне они не опасны, нищих скутеристов они не замечают. Интересно, почему наш государь решил переименовать милицию? Если он хотел что-то в ней улучшить, то я — за. Но тогда не понимаю, почему они по-прежнему прячутся от нас в кустах ради нашего же «блага», это подлость, а подлость не может быть благом? Говорят, Саакашкили, которого мы так ругаем, семь раз менял высшее руководство в своей полиции, пока они не перестали брать взятки и не начали реально работать, то есть помогать народу — что есть их главная функция. Там полицейский существует не для устрашения народа, а для реальной помощи на дорогах.

Одно переименование мало что даст. Ну, заменили мы когда-то КГБ на ФСБ, но ведь ничего не изменилось, КГБ осталось прежним. Я вот только не понимаю, как детям объяснить, почему милиция стала полицией и почему?

Не так давно у меня в Томске угнали скутер, у меня их было два. Я обратился в полицию, они приехали, составили бумагу и, выяснилось, что это все, что они могут сделать. Потом я неделю пытался узнать фамилию своего следователя, еще пять дней искал с нею встречи. А когда встретился — Боже ж ты мой, русская красавица, вторая Оксана Федорова, ей нужно на подиуме выступать, а она в прокуренном кабинете сидит. Почему наши красавицы вдруг пошли в юристки? Мне, например, тоже красивые женщины нравятся, но сюда я пришел не за этим.

В результате бегания по кабинетам, я понял, что нынешняя милиция-полиция — это сложнейшая бюрократическая машина. Они уже и не работают, потому что давно поняли — чтобы получать зарплату, работать вовсе не нужно, достаточно создавать видимость работы.

Знакомый правозащитник мне посоветовал: если я хочу, чтоб дело сдвинулось с мертвой точки, нужно встретиться с начальником УВД Томской области генералом Митрофановым. Я записался к нему на прием, через неделю встретился, но эта система настолько прогнила, что даже это уже не помогает.

Я стал собирать информацию, оказалось, что скутеры полиция вообще не ищет. Раз на них не требуется ни прав, ни техпаспорта, ни техосмотра, то это вообще не транспорт. И в результате в городе появилась преступная группировка, беспрепятственно собирающая скутеры и дорогие велосипеды. И доход от них не малый — мой старенький скутер стоил как половина автомобиля, а хороший велосипед стоит сегодня больше скутера.

Свой скутер я оставил на две ночи, — в первую ночь приметили, во вторую сняли, — то есть у них все поставлено на поток. Машина у меня под окном стоит уже пять лет и ничего, а скутер прожил всего две ночи. Не удивлюсь, если и полиция имеет с этого свой процент. Уж очень подозрительная тишина...

Хотя и среди них, конечно, немало честных людей, стоящих на страже народа, искренне преданные своему делу. Но эта система, этот полицейский бюрократический аппарат настолько прогнил, что изменить они ничего не могут.

Кто-то из мудрых сказал, что если в законодательстве страны так или иначе присутствуют десять заповедей, то та страна имеет будущее, если нет, то все усилия бессмысленны. Я не юрист, но думаю что в России с этим все в порядке. Как сказал один правозащитник: у нас лучшие законы в мире, но их никто не хочет исполнять.

* * *

Проезжаю деревню Базай, которую автострада разделяет на две половины. Эта деревня, это еще одно прекрасное доказательство того, что с нами сегодня происходит. Жителям деревни нужно как-то выживать и они нашли выход, — напротив каждого дома у дороги стоит небольшой лоточек, за которым стоит хозяйка дома, торгуя всем чем только можно: шишки, молоко, картошка, соленья в банках… А что вы хотите, советская власть закончилась, совхозы почили в бозе, теперь каждый выживает самостоятельно.

Базай — это еще и последняя томская деревня на новосибирской трассе. Остановился сделать последние звонки по местному тарифу. Мимо меня прошла девочка лет десяти, которая беседует по телефону и ведет младшего брата. Где-то я слышал, что в Индии, а это одна из последних действительно верующих стран, школьникам запрещено пользоваться сотовыми телефонами, потому что они пагубно влияют на формирующийся мозг ребенка. В России, как и в странах, где власть принадлежит бизнес-корпорациям, и где на первом месте стоит прибыль, а уже потом здоровье людей, об этом никто не знает.

Когда сотовый бизнес еще не расцвел, «Комсомолка» решила провести независимый опыт: между двумя непрерывно работающими сотовыми телефонами они положили куриное яйцо. Через час непрерывной работы этих телефонов, яйцо наполовину сварилось.

В школе учитель истории нам говорил о телевизоре: «Там вам показывают то, что в жизни никогда не пригодится. Телевизор создан для того, чтоб отвлечь вас от реальной жизни». До недавнего времени я был с ним полностью согласен.

Но не так давно я несколько дней путешествовал с профессиональным оператором, от которого я постоянно слышал вопрос: «Как ты не видел и этого фильма, обязательно посмотри?» Когда-то я вел клуб интеллектуального кино, и считал себя знатоком мирового кинематографа. В конце концов, я попросил его составить мне список фильмов, которые должен знать и видеть каждый.

Я твердо убежден, что в скором будущем в школах и университетах будут введены обязательные курсы кинообразования. Потому нужно уметь ориентироваться том безграничном море кино и телепространства, в котором мы все плаваем — оно может нас погубить, а может и спасти. Потому что кино сегодня взяло на себя функцию, которая до недавнего времени была у литературы — властительницы душ наших.

Чтобы хоть как-то восполнить эту брешь в своем образовании, я решил с помощью знакомых и ЧИТАТЕЛЕЙ, выложить на сайте http://www.spasi-hram.ru/ «100 главных фильмов мирового кинематографа», которые должен видеть и знать каждый (конечно, это далеко не полный список и он нуждается в дополнении, но хотя бы ознакомиться с этим списком я советую всем). В список вошли как общеизвестные фильмы, так и совсем никому не известные, но мимо которых пройти нельзя. Я даже специально записал все эти фильмы на один внешний дисковод, чтоб они были под рукой. Большинство этих фильмов требуют многократного просмотра, что характерно для всех гениальных фильмов. Не скажу, что все сто фильмов гениальны, но на всех есть, безусловно, отблеск гениальности.

Ночь адаптации в другую реальность

Первая ночь, это всегда ночь адаптации в другую реальность, в другие условия существования. Поэтому первая моя ночь была особенно тяжелой, даже чересчур. Остановился, как всегда, когда начало темнеть. Потому палатку распаковывал уже в темноте и тут выяснилось, что я забыл стойки. И это при том, что шел дождь, и дождь шел всю ночь. Так что моя первая ночь была почти военная — кое-как в темноте зацепил палатку за ветки, но все равно протекало. Всю ночь мерз, лишь иногда забываясь сном. Даже в спальник забираться не стал, чтоб не промок. Только под утро плюнул на все и залез в спальник. Проснувшись, позвонил жене, договорился о передаче стоек с новосибирским автобусом.

За эту ночь от холода разрядились все аккумуляторы, — теперь нет ни диктофона, ни фотоаппарата, ни телефона. В последующие ночевки все аккумуляторы буду вынимать и брать с собой в спальник. Вот вам и Сибирь в конце лета.

В Новосибирской области бензин почему-то значительно дешевле чем в нашей, хотя и газ, и нефть добывают именно у нас. Неужели тамошний губернатор меньше ворует? Интересно, со сменой губернатора у нас подешевеет ли бензин?

В Новосибирске заехал в гипермаркет «Гигант», расположенный чуть не в центре города. Потом пристроюсь за этим маркетом на перекус. Сижу, закусываю булочкой, и тут кто-то из особо голодных горожан стал в кустах палить по бедным уткам. Не знают, не знают люди, что творят, живут, будто они вечны. Интересно, куда попадет этот утколюб после смерти — в ад или рай. Незадолго перед поездкой я читал православную книжку о жизни после смерти, где меня поразил один случай: врачи-реаниматологи, достающие людей с того света, порой сталкиваются с интересным явлением. Большинство пациентов им потом рассказывают, как им там было хорошо, как не хотелось возвращаться в наш проблемный мир и все такое и по их лицам действительно было видно, что они только что испытали блаженство. А другие, напротив, рассказывали об ужасах, которые они видели за порогом смерти, они были окружены какими-то страшными существами, которые их мучили и пытали. По испуганным лицам этих людей врачи видели, что они их не обманывают. И даже неверующие врачи-реаниматологи начинали верить в загробную жизнь. А главное, побывавшие в «аду» потом резко меняли свою последующую жизнь, чтоб не очутиться там вновь. Как говорится, хотите верьте, хотите нет, но мне этот случай запомнился.

Заночевать в Новосибирске у знакомых не получилось — чему я был даже рад, слишком тяжело потом опять адаптироваться под палатку. В итоге, я поехал в ближайший лесок и как начало темнеть, углубился в Ельцовский бор. . Спал я в паре километров от какого-то кладбища. На следующий день я зайду на это кладбище, привлеченный огромным необычным памятником-надгробием, изготовленном из хвоста пассажирского самолета.

Как мне объяснили, это пьяный военный на учениях сбил гражданский самолет. Говорят, судятся по этому делу до сих пор. Один идиот нажал кнопку и сколько трагедий. А ведь это не самая «большая» кнопка. Ужас нашего времени состоит в том, что мы все находимся под «кнопками». Почему-то захотелось встретиться с этим человеком, увидеть его лицо — если не в тюрьме, то должно быть спился.

Из Новосибирска в Грузию

В Новосибирске у меня намечалась важная встреча, от которой зависела моя следующая экспедиция. Для себя я давно решил, что половину суммы на экспедиции я оплачиваю сам, на оставшуюся половину — нужно искать спонсоров. Теперь мне предстояла долгая экспедиция на скутере из Сибири в православную Грузию.

В Новосибирске один мой давний хороший знакомый обещал познакомить меня с возможным спонсором. Должен сказать, что мой знакомый работает в силовых структурах, то есть в структурах, призванных помогать народу, а так как я часть народа, он мне, по возможности, всегда помогает. На следующее утро мы с ним поехали на встречу с директором новосибирского авторынка, крупнейшего авторынка в Сибири. Он же является и главой грузинского землячества.

Его офис находился в центре города, в старинном купеческом особняке, который, наверно, ему же и принадлежал. Мой разнесчастный скутер был обвешан всевозможными баулами, и оставлять его на улице в таком виде было опасно. В итоге к скутеру в первый и последний раз в его развеселой жизни приставили двух серьезных секьюрити, которые его добросовестно охраняли, пока мы беседовали в кабинете.

Кабинет менее всего напоминал кабинет директора авторынка — вместо обязательных портретов президентов, я увидел только иконы. Сам хозяин был прост и душевен в общении. Я давно заметил, что все по-настоящему большие люди, до какой бы высоты они ни взлетали, остаются просты и человечны.

Эта встреча мне напомнила другую. Несколько лет назад недалеко от Томска я встретился с другим очень богатым человеком, директором хлебозавода, который хотел построить храм, он даже показал мне чертеж будущего храма. Года через три я опять встречусь с этим человеком и буду очень удивлен, что храм он даже не начинал строить, хотя финансово для него это было совсем не обременительно.

Что поделаешь, это его дело, ему самому решать, как поступать со своими деньгами. Но есть вещи, с которыми не шутят. Махинации и храм, это вещи несовместимые, потому меня совсем не удивило, когда этого человека вскоре посадят, причем сел он надолго, несмотря на большие деньги, стоявшие за ним. Он попал под статью «терроризм» и им заинтересовалось ФСБ. И тогда я понял, что богатые тоже плачут и деньги значат далеко не все. А вскоре это подтвердил уже Михаил Ходорковский, самый богатый русский, а кто-то говорил что самый богатый человек в мире на тот момент.

Тайна Ходорковского

Мне дали посмотреть фильм «Ходорковский», который сняли не у нас, а значит, в нем могла быть правда. Даже этот фильм нужно было смотреть «между строк». Очень любопытный фильм, из него я понял, что в Ходорковском не все так просто и однобоко, как мне представлялось ранее.

Как журналист, пусть даже независимый, я должен уметь «считывать информацию», другими словами, должен предчувствовать то, что витает в атмосфере, скоро может произойти. Например, я люблю предугадывать, кто будет следующим президентом России, каким бы неблагодарным занятием это ни было. В разное время, среди моих претендентов в президенты были генерал Лебедь, юморист Михаил Евдокимов и олигарх Ходорковский. Все они вышли из большой политики и жив остался только Ходорковский, то есть ему повезло гораздо больше.

Посмотрев фильм, я четко понял, почему он сел. Нет, Путин, которому он перешел дорогу, тут ни при чем, как ни при чем и возможные ранние махинации с «Юкосом». Дело в самом Ходорковском, в его гордыне, которая, как говорят, несоизмерима с жизнью.

Другая причина. Ходорковский так и не стал настоящим меценатом, он не научился делиться с народом его же деньгами. Говорят, он построил в Подмосковье школу и вообще, затратил на благотворительность 100 миллионов — из 10 миллиардов которые ему принадлежали. Это все крохи.

В мемуарах Чарльз Чаплина, одного из самых высокооплачиваемых режиссеров своего времени, я нашел его письмо к дочери. Он пишет, что третью часть тех денег, которые он ей высылает, она должна отдавать нуждающимся и поступать так всю свою жизнь. Прочитав об этом, я понял, почему Чаплину, одному из главных гениев ХХ-го века, так много давалось.

Михаил Ходорковский получил в подарок «Юкос» от Ельцина, чтоб он не уплыл за рубеж, но поставил он его на ноги уже самостоятельно. Чтобы удержать такое богатство, его недостаточно было только преумножать.

Любой богатый человек должен уметь делиться, если этого не происходит, то деньги легко переходят к другому. Если те, кто получил теперь деньги «Юкоса», не начнут делиться с народом, их ожидает та же участь. Нынешние президентские выборы мне показали, что, если в России не случится серьезных реформ в самое ближайшее время, то наше руководство может не досидеть до следующих выборов. А еще из фильма я понял, что Ходорковский будет сидеть до тех пор, пока не сменится это руководство.

Да, Ходорковский построил одну школу, но должен был построить 100 тысяч школ, чтоб народные деньги частично вернулись народу. Потому недостатки своей жертвенности он теперь осмысливает в спокойной атмосфере.

Отсутствие жертвенности и меценатства, неумение делиться — это большая проблема для России. К России давно бы все потянулись, и Грузия, и Украина, если б она начала реально бороться с коррупцией, разрешила свои внутренние проблемы — уменьшив огромную пропасть, существующую между богатыми и бедными.

Если вчера богатый человек не обладая жертвенностью, мог спокойно жить, то сегодня это уже невозможно. И те проблемы, которые испытывают наши олигархи — Березовский, Абрамович — тому очередные подтверждения.

А недавно промелькнуло сообщение, что другой самый богатый человек в мире заболел раком. То есть и здесь вскоре произойдет перераспределение.

Как спасается КГБ?

Встреча закончилась. В результате я заимел адреса и телефоны нужных людей в Грузии, и вспомоществование, чтоб до них добраться. Теперь у меня появилась уверенность, что до Грузии я доеду, надо искать средства, чтоб оттуда вернуться. Теперь в моих молитвах за спонсоров и благодетелей появилось еще и грузинское имя.

Разговаривая потом со своим другом, я задал ему вопрос: Почему у нас все так плохо, почему мы все пребываем в таком д. И получил очень оригинальный ответ: «Ты что хочешь, — ответил он, — чтобы я достал бутылку и начал искать ответ…». То есть у них, у нормальных гэбистов, души тоже болят за свою страну, они переживают не меньше нашего. Есть у меня другой московский родственник, тоже Гэбист. Так тот, как придет с работы, сразу принимает, потому что душа требует «очистки», еще ни разу не видел его трезвым. А вообще, у нас, похоже, половина России так спасается.

После встречи, говорю своему знакомому: «Может вместе махнем в Грузию?» — «Ага, — отвечает, — лет через сто, махнем, если между нашими странами не наступит мир и согласие». И в самом деле, какая может быть Грузия, если она для нас враг номер один, после Америки, конечно. Я как-то не подумал, что фээсбешники не могут посещать даже бывшие наши республики. Они, конечно, получают хорошие деньги, но получают их за несвободу. Я, кстати, для того и еду, чтоб этот «мир и согласие» наступил как можно быстрее.

Последний поэт

Меня постоянно спрашивают: «Зачем тебе эта Грузия, тебе что мало Украины, откуда ты вернулся весь поломанный. А в Грузии там же стреляют, а у тебя семья?». Если бы не стреляли, меня б там не было. С детства я люблю эту страну, этот народ. Потому, когда между нами возникли трения, я понял, что должен ехать и во всем разобраться сам.

Юрий Шевчук, пока шла война в Чечне, оттуда не вылазил, потому что иначе нельзя, он поэт и отвечает за свою страну. Как в свое время за нее отвечал Пушкин, Блок или Высоцкий… Шевчук сегодня, думаю, один из первых поэтов, один из самых ответственных. Он не поет, он страдает за нас, вместе с нами. Я не поэт, но тоже должен во всем разобраться.

Я — боец пера и компьютера. В эпоху информационных войн уже не знаешь что важнее — регулярная армия или журналисты, которые обо всем этом в конце концов напишут. Ведь зачем воевать, побеждать, если в конце концов итоги все равно будут подводить под копирку.

Какой же Шевчук поэт? Но что поделаешь, если время такое, мы меняемся, и поэты меняются вместе с нами — сегодня поэты должны быть с гитарами или синтезаторами. Пушкин, родись он сегодня, тоже б запел, иначе не был б услышан.

* * *

В Новосибирске я заехал в скутер-салон «Мотомаг», чтоб заменить поворотники. Когда узнали, куда еду, сами заменили и даже денег не взяли. Спасибо им огромное. Они понимают, что сложные скутер-путешествия не могут осуществляться только силами одного путешественника.

В Новосибирске я дал интервью на одном из местных телеканалов. Приехали, за 15 минут все сняли: «Здравствуйте, у нас в гостях…» и т.д. Даже монтировать ничего не будут, выпустят в эфир как есть. А я ругал томское телевидение, что слишком быстро работают, всего час тебе уделяют. Эти вовсе «профессионалы», мать вашу, никакой тебе глубины, все на поверхности, а ты сам, если хочешь, глубину домысливай.

Большой город — это очень тяжело для маленького скутера, которого здесь каждый норовит обидеть. Потому скутеров в Новосибирске мало. Видел мотоцикл, лежавший посреди дороги. Авария. Все живы. Ждали полицию. Два колеса с мотором — это очень опасно для города, и чем больше этот город, тем в нем опаснее.

Сцена из жизни большого города: мы пили чай, закончилась вода и хозяин говорит: «Нужно сходить в магазин за водой». Я спросил, разве нет водопровода. Он: «Что ты, там техническая вода, ее не пьют». Большой город это, конечно, хорошо, это большие деньги, это очень удобно, но это и большие проблемы, о которых мы, жители маленьких городков, поселков и деревень, даже не подозреваем.

Житель какой-нибудь деревеньки даже не знает, каким богатством он обладает — свежий воздух, чистая вода, деревянный дом, своя земля... Один мой знакомый, перебираясь из города в деревню, место для жизни выбирал именно по вкусу воды, по роднику. Но с другой стороны, как сегодня трудно выжить в этой деревне.

В большом городе у меня мысль сразу останавливается. Это одна из причин, почему я стараюсь объезжать их стороной. За три дня, что пробыл в Новосибирске, я не записал ни одной мысли. Все какие-то дела, дела, дела, подумать о главном было некогда. Только теперь, выехав из города, доосмысливаю прошедшее.

Настоящие люди

Выезжаю через Академгородок. Проехал по берегу новосибирского моря. Проехал коттеджный поселок и только после стали встречаться настоящие люди. В очередном поселке, когда начало темнеть, спросил у какого-то мужичка про дорогу на Козиху. Он ответил и смущаясь добавил, что если есть трудности с ночевкой, можно переночевать у него, хотя удобств не обещает.

В России не принято приглашать путника в дом, традиция утрачена. Тут еще эти запугивания «американским» терроризмом? Я прожил 40 лет, проехал страну вдоль и поперек, но еще ни разу не видел ни одного живого террориста. Правда, в Кызыле наблюдал как военные терроризировали народ, устроив перед приездом Шойгу учения.

Как-то я шел с рюкзаком по небольшому городку в Кабардино-Балкарии. Как только стемнело, ко мне стали обращаться люди, предлагавшие переночевать у них. В Сибири это не принято, но чистая душа все равно откликается на чужые трудности. Я, конечно, отказался от предложения этого сибирского мужичка, но на душе все равно потеплело.

Я не просто езжу по глубинке, я еще снимаю фильмы о русской провинции и русском человеке, а также собираю информацию о нуждающихся в помощи храмах. Потому что я твердо убежден, те проблемы, которые мы имеем — это все от неправильного отношения к святым местам, как и от отсутствия в нас настоящей веры (по неофициальным данным в России на 200 человек сегодня приходится только один верующий, то есть воцерковленный). Потому мои путешествия теперь более напоминают паломничества от храма к храму, а информацию о встречающихся в пути церквях, монастырях и часовнях я выкладываю на созданном с друзьями сайте http://www.spasi-hram.ru/.

Большую часть затрат по путешествию я беру на себя, но приходится иногда и обращаться за помощью. Так случилось, что перед выездом у меня сломался фотоаппарат. А денег как всегда было в обрез, я пошел в компьютерную фирму «Велком». Мне говорили, что ее создали хорошие люди, которые могут помочь полезному начинанию. Пришел, рассказал, дали на время полупрофессиональный фотоаппарат, на который можно снять даже фильм.

Строевая психотерапия

Лесов на юге Новосибирской области нет, на ночевку остановился в лесополосе. Только залез в палатку, как услышал строевую песню, которую пели где-то рядом сотни молодых голосов — один запевает, остальные весело подхватывают: «Любимая моя…». Где-то рядом находилась военная часть. Значит, буду ночевать под охраной — только б они меня не заметили, а то еще примут ненароком за террориста.

Слушая вечные армейские песни о любимой, я понял, в чем заключается их великий смысл. Это не песня, а массовая строевая психотерапия. Каждый из этих солдатиков на гражданке оставил свою любимую жену, подругу, мать — и эти терапевтические ежевечерние сеансы должны уменьшить грусть и тоску по ним.

Утром ищу дорогу на Козиху. Асфальта здесь нет, еду полями. В Козихе я заехал посмотреть мужской монастырь Архангела Михаила. Разговаривать здесь со мной особо не стали, начальства нет, а без благословения им нельзя. Если бы я в Новосибирске встретился с епископом, получил у него благословение, тогда другое дело. Я же не люблю идти официальным путем — для меня важнее люди, чем бумаги.

Монастырь здешний молодой, хозяйство отлажено, все основные постройки уже построены, сейчас возводят главный храм, говорят, это будет точная копия собора, что стоит в Троице-Сергиевой лавре. Но строят его почему-то мусульмане. Это беда нашего времени, что наши православные храмы строят неправославные. Я не против, пусть строят, но в этом есть что-то неправильное. Отец Павел, у которого я спросил, об этом, это объяснил по своему: таким образом они надеются привести этих строителей к православию.

Шутки шутками, но это тема для целого исследования: почему русский человек перестал строить свои дома и храмы? У нас, недалеко от Томска, тоже мусульмане строят церковь. Тамошний священник ответил: «А что делать, если три русских бригады нанимал, отказываются работать за такие деньги». Все правильно, чему удивляться, если нас уверяют, что сегодня главное не вера, а деньги. То что русский человек перестал строить свои храмы, для меня это главный показатель того, что русская цивилизация заканчивается. Но это тоже нормально и естественно, хотя и грустно немного.

Село Петухово-Педафилово

Я твердо убежден, что у нас потому такие серьезные проблемы во всех сферах, что мы перестали почитать свои святыни. Например, мои родители живут в селе Петухово в 30-ти километрах от Томска. В том селе сохранилась уникальная деревянная церковь, единственная на всю округу. В этом селе 600 жителей, но церковь им не очень нужна и, естественно, что она постепенно разрушается. Потому на это село обрушиваются всевозможные беды.

А в прошлом году беда вошла чуть не в каждый дом — арестовали всех подростков села Петухово, причем безвинно. Одна местная жительница, начинавшая свою деятельность с проституции, позже она занималась торговлей спиртом, а когда стало выгодно брать детдомовских детей на воспитание, она, не имея мужа, взяла себе троих детей и, естественно, что они пошли по наклонной.

Когда на нее пало подозрение, чтоб не лишаться прибыльного дела, все-таки 30 000 тысяч рублей ежемесячно на селе больше никто не зарабатывает, она пишет заявление на всех подростков села Петухово, обвинив их в педофилии. А сегодня педофилия — самая модная тема. Все СМИ, не сильно разбираясь, тут же переименовали Петухово в Педофилово. Полиция и прокуратура, предвидя новые звездочки, устроили на селе самый настоящий 37-й год. Все село выступило против этой женщины, потому что здесь ее прекрасно знают. Но силовикам правда не нужна, им нужны громкие раскрытые дела, нужны новые заключенные.

Потому этой женщине прокуратура сняла в городе квартиру — теперь она строит дом в другом селе, поближе к городу — детей у нее не отняли, чтоб те не меняли показания. Большую часть арестованных подростков отпустили, но шестерых держат в заключении уже десять месяцев (!), пока они не подпишут все что нужно. Но сельские подростки оказались на редкость стойкими — они никак не хотят брать на себя чужую вину.

Силовики, конечно, выбрали подростков самых беззащитных, из нищих крестьянских семей, у кого нет ни связей, ни денег на адвокатов, но за них встало все село и уже сама прокуратура растерялась — суд все время откладывают и откладывают, потому что и доказывать нечего и сами сельские подростки оказались на редкость стойкими, никак не хотят брать на себя несуществующую вину... Вот такие проблемы иногда случаются, если от людей уходит вера и нет уважения к святым местам.

* * *

В Козихинском монастыре мне по секрету сказали, что у них тут обновляется одна икона, но чудес, слава Богу, нет. Монахам чудеса не нужны, им не нужны доказательства божественного, чудеса жаждут неверующие. Монахи напротив боятся чудес, начнутся чудеса, понаедут туристы — а задача монахов не туристов развлекать, но Богу молиться.

В монастыре есть своя пасека, потому вместо сахара у них на столе всегда стоит мед. Есть своя рыба, которую сами разводят — арендовали озеро, выпускают в него по весне мальков карпа, все лето его кормят дробленой пшеницей, осенью вылавливают.

В Козихе очень много ворон, как на кладбище. Собственно монастырь, это такое же «кладбище», в монастырях еще при жизни умерщвляют свою плоть.

В нескольких километрах от Козихи расположен женский монастырь в Малоирменке — монастыри раньше всегда строили парно. Заехал и к ним. Но здесь с мужчиной разговаривать вообще не стали. Впустили только в церковь. Зашел, но помолиться под такими пристальными заинтересованными девичьими взглядами было абсолютно невозможно. Как можно брать девиц в монастырь с такими взглядами, это же преступление.

Заночевал у села Петровское. Проснулся в семь под естественную тишину — пенье петухов и лай собак. Такую «тишину» теперь редко встретишь, разве что в очень далеких селеньях, а у меня теперь каждый день такая тишина. Перед выездом, в девять, где-то далеко прошумела машина, но это уже можно было простить. Еще жук полз по рюкзаку, но он звуков совсем не производил.

В Петровском встретил церковь-филиал от козихинского монастыря. Оказывается тамошние монахи, при прежнем настоятеле, отставном военном, успели построить еще три церкви в соседних селах. Не так давно того настоятеля перевели на Камчатку, куда он забрал с собой семь человек, почти половину монастыря, потому обитель показалась мне такой осиротелой.

Пока фотографировал Петровскую церковь, из соседнего домика стали выходить какие-то странные люди, с далеко не церковными лицами. Оказалось, что тут находится центр реабилитации для людей, попавших в зависимость. Другими словами, тут собрались те, кого Господь ведет к вере через испытания, — через алкоголь и наркотики, потому что иначе они б не пришли. Все по-разному приходят к Богу, кто-то приходит через потерю здоровья, кто-то через смерть близкого человека, а здесь собрались те — кто устал грешить.

Прицерковные реабилитационные центры — это то немногое, что дает им надежду. Потому что все эти многочисленные светские реабилитационные центры, рекламы которых висят на всех заборах, это все несерьезно, это просто еще один вид отъема денег, — польза от них минимальная. Ни наркомания, ни алкоголизм на самом деле неизлечимы, это вам скажет любой специалист. Кто-нибудь знает хоть одного действительно излечившегося? Излечить их можно только на начальном этапе. Знай об этом наша молодежь, никакая бы сила не заставила их притронуться даже к пиву, а им, напротив, внушается мысль, что помаленьку — можно все.

Прицерковных реабилитационных центров в России очень мало, а православных вообще единицы, и попасть в них считается великой удачей. Когда-то я был свидетелем, как мать умоляла настоятеля монастыря взять ее сына-наркомана на послушание. Алкоголизм и наркомания — это не телесные болезни, это болезни разума, так же как и, скажем, беснование, потому и лечить их нужно прежде всего в храмах и монастырях. Где их лечат двумя основными лекарствами — молитвой и тяжелым физическим трудом.

Многие не понимают, для чего нужна молитва? Человек слаб и немощен, и в одиночку, только при помощи своих человеческих сил, он может мало что может сделать. Он с огромным трудом избавляется даже от простейших вредных привычек, а от серьезных грехов без божественной (молитвенной) помощи он не освободится никогда.

У каждого из нас есть выбор — кем быть. Это неправда, что обстоятельства выше человека. Потому, когда я вижу бомжа, нищего или наркомана, у меня есть полная уверенность, что он сам им захотел быть, это не среда виновна, и в любой момент он может перестать захотеть им быть (как сказал один монах: «Господь даже самоубийцам оставляет хотя бы один шанс-выход, но они должны сами его найти»).

Я знал женщину, которая устала от жизни в деревне и решила жить и работать в городе. Она стала вставать на два часа раньше, еще до рассвета, и ходила пешком в город на работу (почему-то ей нравилось ходить пешком). Потом ей захотелось жить в Америке, она выучила язык и теперь живет там. То есть даже самая недостижимая цель может стать реальностью, если это кому-то нужно. Еще один пример. У нас в подъезде живет бабушка, которая каждый божий день с тележкой объезжает все ближайшие помойки. Она получает пенсию, живет с детьми, но они ничего не могут сделать ее желанием обходить помойки, потому что ей это нравится.

* * *

Я уехал далеко от цивилизации, потому начались неизбежные проблемы с бензином. Проехал некое Борисовское, где всего пять домов и не только заправки, но даже магазина нет. Как здесь люди живут, непонятно. Как и непонятно, почему они здесь живут. И дома совсем не убогие. Мы их жалеем, а они живут, и бед не знают и не менее нашего счастливы. Вон еще аистов на крыше разводят.

В Сибири аистов нет, но любят их здесь никак не меньше, потому делают их у нас из подручных средств. Ведь для нашего человека аист — это не просто птица, это символ — семьи, добра, человечности и мудрости.

Все детство мне обещали подарить фоторужье. Раньше продавались такие дорогостоящие агрегаты с мощной оптикой, которая позволяла фотографировать с любого расстояния. Семья у нас была не богатая, потому моя детская мечта так и осталась неосуществленной. Фотографируя теперь новым спонсорским фотоаппаратом, я подумал, что моя детская мечта наконец осуществилась, у меня наконец есть фоторужье. Для осуществления детской мечты иногда требуется 40 лет, самое главное, что эти мечты осуществляются.

Сейчас я скажу страшную мысль, после которой могу потерять всех спонсоров и благотворителей. В последнее время я стал отслеживать последующую судьбу тех, у кого я когда-либо брал деньги на экспедиции. Я стал замечать, все кто помогал мне продвигать этот благотворительный проект, не ожидая ничего взамен, стали процветать. Потому я чувствую свою ответственность за этих людей. Ибо большой бизнес — это большая грязь и я ответственен за ту «грязь», в которую они из-за меня, из-за всех нас «опускаются».

Коммунизм по-большеникольски

Следующий пункт моего назначения — село Большеникольское, где меня и напоили, и накормили, и даже бензином заправили абсолютно незнакомые люди. Мы все стройным шагом долго шли к коммунизму, а дошли к нему только здесь, в Большеникольском. Живут здесь люди как на отдельно взятом острове — связь с большим миром у них минимальна, связь эту поддерживают в основном через телевизор, который воспринимают как послания с другого мира, как сказку. Дороги тут очень плохи, потому местные жители село покидают редко, да и смысла в том нет, — все, что им нужно, они имеют, остальное им привозят.

Денег в Большеникольском ни у кого нет, как и должно быть при коммунизме, потому и жизнь здесь такая хорошая, потому и счастливы все живущие здесь. Зато есть работа, работы очень много, но денег на руки не дают. Да и зачем? В магазинах их отоваривают под запись, что всех устраивает, — народ из Большеникольского никуда не уезжает.

Стационарной заправки у них нет, но есть заправка для сельхозмашин. Заправщик залил мне полный бак 80-го бензина, другого у них не бывает. Сдачи с пятисотки у него не оказалось и он махнул рукой: «Оставь, тебе больше пригодятся». И в самом деле, в глуши деньги ценности не имеют, они тут мало что значат. Давно заметил, что чем дальше уезжаешь от города, тем менее там ценятся деньги.

Заправщику было скучно одному, а мне нужно было отдохнуть с дороги — мы разговорились. «Комбайнер, говорит, — у них за сезон получает четыре с половиной тысячи рублей (150 долларов), остальное продуктами и вещами». Рассказал о своем сыне, который служит в Хабаровске. Говорит, как «призвали, первым делом там избили. Все местные, с Дальнего Востока или Бурятии, он один чужак из-под Новосибирска. Еще все пьют и наркоманят, он этого не любитель. Потому в итоге службу начал на больничной койке.

Вот так и служи, это кто же захочет калечить своих сыновей в такой армии? Говорят, хочешь завоевать страну, сначала разложи ее армию. Дедовщина уничтожает нашу армию изнутри, причем нашим врагам она очень выгодна, ведь все происходит без единого выстрела. Это сразу поняли на Украине, как только отделились от нас, первым делом избавились в своей армии от дедовщины. А нас уверяют, что это сразу невозможно, что это очень сложный, долгий и болезненный процесс. А оказывается легко и просто, главное, чтоб это было кому-то нужно.

Заправщик мне рассказал об их председателе совхоза. «Пока он жив, — говорит, — живет и наш поселок. Тридцать лет руководит, уже на пенсии давно, но уйти не может, понимает, без него все умрет, как у соседей». А еще считается, что личность в истории ничего не значит. Все она значит, все она может — и совхоз сохранить, и монастырь построить, и государство гибнущее с колен поднять. Другое дело, что личность никто не любит и стараются ее уничтожить на самых ранних этапах.

Выжить и спастись

Подошло время обеда. Заправщик сел на мотоцикл и мы поехали в коммунистическую столовую. Кормят здесь, естественно, не за деньги, под запись, но мой заправщик договорился и меня, как странника Божьего, накормили. Вскоре в столовую стали заходить трудяги на обед — все жизнерадостные, шутки-прибаутки, пышат силой и здоровьем. Бабы дородные, голосистые, кровь с молоком. Мужики, хоть и мат через слово — какова жизнь, такая и речь — но без злости, больше для куража и веселия, — в России иначе не выжить, не спастись.

Коммунизм и церковь понятия несовместимые, потому храма в Большеникольском нет, хотя село очень большое. Заправщик мне показал остановку, местную достопримечательность, сложенную из бревен старинной церкви. Церковь эта находилась не здесь, в одном из соседних ныне вымерших сел.

От увиденного и услышанного во мне стал зарождать вопрос — Кому сегодня на Руси жить хорошо? Потому что эти деревни, по которым я теперь еду, это и есть настоящая исконная не телевизионная Русь-Россия. И эти мужики и бабы, которые ввалились в эту столовку, это и есть настоящая Русь. Им здесь даже еду готовят в русской печи. У всех приподнятое настроение, — они сделали то, ради чего родились, ради чего пришли в этот мир. Все они живут с чувством выполненного долга — давно я не видел так много счастливых людей. Это то самое «царствие небесное», которое доступно не одним монахам, молящимся с утра до вечера и умертвляющими свою плоть. В этих мужиках и бабах, напротив, кровь кипит и бурлит, и если она не будет кипеть, то что станется с Россией. И эти нужны России, и те необходимы, у этих своя великая правда и у тех не менее великая.

Здесь мне дали в дорогу булку свежеиспеченого хлеба. В городе такого хлеба нет. Этот очень прост и вкусен, он абсолютно натурален. Однажды я беседовал с хозяином томской хлебопекарни, который мне признался, что сам не ест свою продукцию, в ней много вредных добавок, которые, однако, «разрешены» ГОСТом. Для себя и своей семьи он закупает муку с Алтая с какого-то заводика, где еще соблюдаются технологии. Хлеб, который делают в селе Большеникольском, я почти в том уверен, тоже готовят с соблюдением «всех технологий» — здесь просто нет никаких добавок.

Городской хлеб он ватный, он тает во рту, его ешь и не замечаешь. Этого кусок съешь, и ты уже сыт. И главное, он сделан вот этими самыми людьми, от начала и до конца — посадка, сбор, размол, пекарня — все дело их рук. Они имеют полное право на этот хлеб, они имеют права на него больше, чем президент, академик, патриарх или какой-нибудь нобелевский лауреат. Именно эти полунищие крестьяне, его создавшие, получающие по 4,5 тысячи за сезон — его главные и настоящие хозяева.

Далее еду на Чулым. Машин в ту сторону нет, за час не встретил ни одной. Да и откуда им здесь быть. Автомобили нынче покупают на кредиты, а кто даст кредит крестьянину, получающему 4,5 тысячи за посевную? Ни машин, ни жилья.

Прилетевшие с иных планет

На полпути к Чулыму стоит деревня Чикман — еще один остров спасения. Церкви и здесь нет. Она, конечно, когда-то была. С большим трудом, от последних старожилов, узнал, где она стояла — на центральной площади, где теперь Памятник Расстрелянным партизанам. Церковь закрыли еще до войны, потом в ней находилась школа, после разобрали. Молодое, послевоенное поколение, о ней уже не помнит.

Рассказывает бабушка Манкевич Екатерина Васильевна 85 лет: «Церковь закрыли, потом в ней была на втором этаже школа, я в ней окончила 3 класса. В 30-е церковь сломали. Около церкви расстреливали колчаковцы поселян, и в церковь заносили. Кто по кустам убежал, спрятался, а кого в деревне захватили, расстреляли».

Удивительно, что местных жителей не интересовало, где была у них церковь. И только из беседы с этой 85-летней бабушкой, в результате копаний в ее таких далеких довоенных воспоминаниях, мы смогли найти это сокровенное место. Местным жителям это не важно, каждый из них свою церковь хранит в душе.

Вкус воды в поселениях особенный. Водопроводная городская вода везде одинакова, в каждой деревне у воды свой вкус.

В Чикмане познакомился с дедушкой, которому было около 90 лет, но он сюда приехал поле войны. Жара под сорок, с меня пот течет, а он в полушубке и валенках.

Душевное тепло 80-90 летнего человека дорого стоит, в них живет мудрость и покой веков. Это тепло человека перед уходом в другой более чистый мир, как младенец еще чист, так и они уже чисты. Простота удивительная и чистота, но это все нужно увидеть. Легче это видится в глухой деревне. Еще очень важно, что это люди другой, довоенной эпохи. Даже рожденные в войну или после войны, это уже иные люди — они надорваны и закалены войной. Эти — абсолютно иные, как прилетевшие с иных планет.

Таких людей мало, государству не выгодно, чтоб народ долго жил. Долгая жизнь, это долгая пенсия, какой убыток государству. Можно что угодно говорить о заботе о народе, но я верю только статистике — сельские мужики у нас более 60 не живут, это реальность и трагедия. Россия первая в мире по разрыву в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. Почему это произошло? А их жены, каково им одним доживать? Говорил сегодня с женщиной лет 50-ти, за время беседы она дважды помянула не к месту о муже умершем три года назад, — она несет его в себе, она до сих пор в себе его оживляет, чтоб самой не умереть.

Почему мы, россияне, пройдя через эпоху марксизма-пофигизма, стали так мало жить? Одна из причин — недоразумение с медициной. После аварии я стал частым посетителем поликлиники и понял, что наша так называемая бесплатная медицина направлена не на выздоровление пациента, а на увеличение продолжительности его болезни. Российская медицина по какому-то недоразумению все еще остается бесплатной, хотя во всем мире она платная, но это тоже не выход.

Медицина не может быть платной, чтоб не превращаться в бизнес (как это уже стало со стоматологией). Если медицина платная, значит, врачу выгодно, чтоб ты болел всю жизнь — не умирал, но болел бесконечно долго. Я потому и таблетки принимаю только в самом крайнем случае (практически любую таблетку можно заменить безвредной травой), и прививки детям мы почти все исключили.

Если продолжать тему… Что делать и желать сельскому мужику в мире, где что бы он ни делал, итог один — безысходность. Покупая недавно велосипед, я разговорился с продавцом, создавшим интернет-магазинчик по продаже недорогих велосипедов. Спросил, почему у него нет русской продукции. Говорит, если их увидите, сами покупать не станете — громоздкие, неповоротливые, дизайн еще дореволюционный. Я знаю одного предприимчивого дедушку, который давно изобрел новый вид сварки, более качественный и дешевый, чем тот, что мы имеем. Он объехал со своим изобретением все российские заводы, но он никому не нужен, им проще использовать дорогой и старый, чем что-то менять. Зачем менять, если у власти временщики.

Улица Павших коммунистов

Но все же что-то меняется — переименовали милицию, в нашем городе, например, стали заменять на зданиях мемориальные советские таблички. Правда, все эти таблички с идеологической направленностью и менять или сокращать их ни кто не решается — здесь жил товарищ Киров, здесь зачитали телеграмму Ленина… Это наша история, но у нас была не только советская история. А пока у нас в самом центре города стоит памятник Ленину, и стоит он на площади Ленина, через которую проходит проспект Ленина, а располагается все это в Ленинском районе. Когда видишь это, понимаешь, почему ничего не меняется — ни медицина, ни велосипеды, ни таблички.

На Чулым

Еду я по земле, где за последние сто или двести лет ничего существенного не изменилось… Это у нас какие-то новости, кого-то взорвали, кто-то сам себя избрал — здесь все это ничего не стоит, ни кому не нужно.

Дорога длинная, ничто не отвлекает — нет ни людей, ни машин, ни жилья. Какие только мысли не придут на такой дороге. Мы все хотим жить вечно, а кто сказал, что мы не живем вечно. Вот рождается человек, умирает, но он оставляет семена, своих детей и опять его жизнь продолжается в них. Эта мысль пришла при виде камыша — вот он камыш, вот он разбросал семена и он не умир, а продолжает жить, он вечен. Мы все печемся над бессмертием, омоложением, ищем какие-то эликсиры, а все давно найдено. Каким камыш был тысячу лет назад или миллион лет назад, такой он и теперь. Если уж камыш вечен, то чем мы хуже.

Кто вообще выдумал такую чушь, что мы умрем? Дедушка Ленин, которого до сих пор не похоронили за грехи?.. Никто это не сказал. Вот такие мысли-заморочки порой проходят в пути одинокому страннику, когда он проехал на скутере сотню километров в одну сторону, не встретив по пути никого, и еще остается столько же до ближайшего жилья.

Есть у меня знакомая, профессиональная велопутешственница. Сначала у нее был европейский период, потом азиатский, а теперь они ездят на велосипедах по Америке. Она расстояние от Томска до Новосибирска, а это 250 километров проезжает на велосипеде за один световой день — выезжают еще до рассвета и приезжают за темно. Я рекордов перед собой не ставлю — мне важно не расстояние, рекорды это не самое главное в жизни. А встречи с интересными людьми, которых тебе специально расставляют специально на пути, как можно их упускать? Хотя от каких-то встреч я отказываюсь за недостатком времени — может и надо пересаживаться на более быстроходную технику, чтоб меньше времени уходило на переезды и больше оставлять на общение.

Конечно, мне бы плюнуть на этот скутер, забыть мучения и ездить в каком-нибудь микроавтобусе, из которого сделать автодом. В этот автобус можно поставить и скутер, пересаживаясь время от времени на него. Может так и будет, но пока мой путь — это череда испытаний — не только физических, но и духовных.

Некоторые мои «комментаторы» иронизируют надо мной: «Дайте мне тоже денег, я поеду путешествовать в Грецию». Я не путешествую, я работаю. Причем по физическим и моральным затратам, по испытаниям, с которыми сталкиваешься, ты должен получать по тысяче долларов, мне же еще приходится свою тысячу вкладывать. Так же, как этот комментатор каждое утро идет на завод, на стройку или в офис, я просыпаюсь, складываю палатку, готовлю завтрак, и выезжаю из леса или болота, где прятался на ночь от недобрых глаз, на трассу, потом разговариваю с абсолютно незнакомыми людьми, — не так-то это все просто, сколько душевных сил уходит, чтоб тебя не принял за верблюда или террориста, и мы вместе могли искать ответы на важные, глубинные вопросы. А вы говорите в Грецию. Даже если заплатят, я не поеду ни в Грецию, ни в Египет — пустая трата времени. Когда-то лет десять назад, я с палаткой вышел к берегу нашего Черного моря, мне хватило ровно суток на позагорать и покупаться, потом взвыл от безделия — купил билет и был таков.

К вечеру всегда накапливается усталость. Непонятно, отчего ты сильнее устаешь — от постоянной тряски по разбитой гравийке или от общения с незнакомыми людьми. От разговоров устаешь гораздо больше. Ведь эти бабушки и дедушки, с которыми я беседую в этой глухомани, они чуть не полстолетия ждали, чтоб кому-то рассказать об этой церкви, о своей жизни. И вот начинаешь вместе с ними выкапывать эту далекую истину, которой столько лет ни кто не касался. И уйдут они и все, и больше никто не будет знать эту часть истории этой малой земли, дороже которой для нас нет.

Помню одну такую встречу, которая мне запомнилась на всю жизнь — проговорил около часа с бабушкой ссыльнопоселенкой в селе Могочино, стоящего на реке Обь. Эта бабушка уже и с кровати не вставала, она мне всю себя выложила, как на исповеди, они ведь всю жизнь без церкви прожили, идя общим строем к коммунистическому светлому будущему, в вере, но без церкви. Столько боли в ее рассказе и столько любви ко всем людям, к сыну, который сердце надорвал, будучи всю жизнь «сыном врага народа», к мужу, которого непонятно за что сгубили. Она и телевизор теперь смотрит только для того, чтоб всем тем людям, которых видит, добра желать. Через полгода эта бабушка уйдет. И рассказ этой женщины, которая даже писать не умела, и в Париже напечатают, и в Москве… И если когда-нибудь будет издан сборник «Душа русской нации», он туда обязательно войдет.

Доехал до озера Иткуль, заросшее камышом, потому его берег пуст и безлюден. Поездил по берегу, пытаясь найти место под купание — негде зайти в воду, все в камыше, остались лишь проходы для рыбацких лодок. Где-то слышал, что в такие озера запускают какую-то рыбку, которая очищает водоем от камыша. Кто б ее сюда запустил?

Я невольно часто противопоставляю горожан и деревенских. А как же иначе? Если я каждый день вижу, как сильно человек меняются в зависимости от того, за сколько километров ты его встретишь — 50, 100 или 500 километров от города, это все абсолютно разные люди. А на острове Сахалин я когда-то встречался вообще с «небожителями» — меня там закармливали икрой абсолютно незнакомые люди и потом еще передавали ее с самолетом в Томск.

Подъезжаю к Чулыму, это город, стоящий посреди болот. На дороге стоит сломанный бронетранспортер, в котором копошатся, пытаясь его реанимировать два бедных солдатика. Жарко, а они почему-то в полном обмундировании — каска, бронежил... Действительно, а вдруг сейчас нападут китайцы. Никто в армии не готов, а эти два бесправных затюканных солдатика одни готовы.

Люди на распутье

Мне приходится в пути часто задавать вопросы самым разным людям, и я заметил, что если это дачник, то они, как правило, ничего не знают об этой местности. Не потому что не хотят знать, — у них нет ни сил, ни времени. И все же они уже становятся другими, они уже не городские, но еще и не деревенские, — это люди на распутье.

В одной из деревень сегодня одна женщина сказала: «Я не знаю, я только год здесь живу». Но разница огромная. У нее уже другое отношение и к тебе, и к окружающему, она иная — у нее глаза другие, не опустошенно-офисные, в них интерес к жизни и нет городской суматохи.

По тому, сколько километров отъехал от города, я уже определяю, стоит здесь с людьми говорить о главном или нет, пойдут они на контакт, приоткроют душу. Жители городов в этом смысле слабы, внутрь редко пускают, тем более чужака. Хотя я сам городской, пусть и симпатизирующий деревне, в которой часть моей души, может, и главная ее часть. Я вижу и недостатки нашей деревни, понимаю, почему она не имеет перспектив и почему в ней в ее сегодняшнем состоянии жить невозможно. Не потому что там нет быта и удобств, удобства в деревне и не нужны, здесь душа отдыхает от комфорта. Когда цивилизованный народ завоевывает землю дикого народа, он может его победить только в двух случаях — если его полностью уничтожит, либо приучит к комфорту.

Однажды я был в гостях в одном доме в 300 километрах от Москвы, куда семья москвичей бежала от удобств. У них здесь был большой двухэтажный дом, но без удобств. Я спросил у них, почему они даже водопровод не проведут или слив, — у была мойка и воду они выносили в ведре. «А зачем? — ответили они, — человеку не нужно много воды, ведро принесем, ведро вынесем».

Город — это главный грех нашего времени. Мир губит не глобализация, а именно город. В гибели деревни повинен только город и процесс этот необратим, потому что естественен, это процесс гибели одного за счет увеличения другого. Конечно, кто-то сопротивляется, есть, пусть небольшой, но обратный процесс, когда горожане мигрируют в деревню, утилизуя городские квартиры. Эти люди поняли, что когда на земле останутся одни города, человечество погибнет и наступит тот самый апокалипсис.

* * *

Скутер у меня теперь впервые заводится с полоборота. Я путешествую на скутере лет десять и понимаю, какое это счастье. В дальнобое все его агрегаты напряжены до предела и с зажиганием всегда бывают проблемы, бывает по несколько часов в день пытаешься его заводить. Но благодаря Алексею, настроившему мне карбюратор перед поездкой, теперь с заводом нет трудностей вообще. Это большой подарок судьбы — найти хорошего мастера. И еще, настоящий специалист никогда не заморочен на деньгах. Потому, наверно, Алексей живет в пригороде, куда к нему везут мотоциклы и скутеры. Сам он ездит на мощном японском скутере, величиной с автомобиль, путешествует на нем же. Интересно, что люди безгранично преданные двум колесам, остаются им верны. И Владимир Ямаха, хозяин главного томского магазина запчастей и мотто-клуба, тоже признает только два колеса — и в повседневном передвижении, и в ежегодном путешествии. И делают они это не из имиджа, это их образ жизни, мировоззрение. Как сказал кто-то из мудрых: Четыре колеса придуманы для тела, два — для духа. И другого здесь не дано.

Водитель будь внимателен! От тебя зависит жизнь братьев наших меньших!

Вторая часть очерка. Путешествие по Горному Алтаю (по следам алтайской духовной миссии)

ПРИЛОЖЕНИЕ: Встреча в пути

Странник Божий. Когда в России все хорошо — она уходит от Бога, когда плохо — идет к Богу

Когда-то на Руси странничество было обычным явлением, странники ходили с катомами по православной Руси от храма к храму — сегодня время изменилось. За пятнадцать лет путешествий, я встретил только двух странников — одного когда-то в Оптиной пустыни,он шел по стране с иконой, другого теперь под Новосибирском.

Я увидел его при храме, он ожидал священника, чтоб попроситься на ночлег. Мне тоже нужен был тот священник — и мы разговорились.

Он пеший странник, ходит по России, проповедуя Святое Писание, молясь за людей и живя на их подаяния. Как у истинного странника, у него нет ни денег, ни документов, только маленькая сумка с Библией. И так он ходит уже более 20 лет.

Теперь он шел из Екатеринбурга во Владивосток, шел уже десятый месяц. А несколько лет назад он ходил пешком в Иерусалим, без визы и загранпаспорта.

Рассказ странника:

Я русский странник, мой дом Россия. А родился я в Рязани в 69-м году. Ходить буду до 2014 года. Я не просто хожу, у меня благословение, я людям рассказываю Библию — рассказываю про любовь Господа, что человек есть душа, что не надо бояться 2012 года, — ничем другим я не занимаюсь.

У меня благословение идти от храма к храму, от креста к кресту. Если где-то не принимают, я не осуждаю, просто иду дальше. Когда устаю, прошусь в кафе, сижу за столиком, читаю Библию, отдыхаю.

Я не люблю себя афишировать, не люблю фотографироваться (так и не позволил себя сфотографировать даже со спины). Беседую со всеми, кроме пьяных. А когда встречаю свидетелей иеговы или кришнитов, я им говорю: ваша лодка дает течь, вас обманули, вы в замешательстве. А вообще я проповедую перед всеми. В мире нет плохих людей, хочешь найти плохого, посмотри на самого себя.

Я всегда в пути, теперь я иду во Владивосток на Русский остров, потом пойду назад другой дорогой.

Еда

О еде я не задумываюсь. Чем меньше об этом думаешь, тем легче идется. Я выхожу на трассу, говорю: Господи, на все воля твоя — где хочешь, там и заночую, что дашь, то и съем. Об одежде я тоже не думаю, если ботинки стираются, иду босиком. Я верю, что Господь мне приготовил и ботинки, и все, что нужно. Самое большое мне приходилось не есть неделю, но я никому об этом не говорю, это было угодно Господу.

Телевизор я не смотрю. Я всем говорю, хотите проблем, смотрите телевизор. Все необходимые новости узнаю от людей.

Благословение старцев

После армии у меня было небольшое откровение, я уверовал и стал странствовать. Потом мне три старца-схимника дали свои благословения: старец Илий из Оптиной пустыни, старец Гавриил из Киево-Печерской лавры и старец Сергий из Екатеринбурга.

А пять лет назад меня Господь повел на Святую землю в Иерусалим — я тогда прошел пешком Белоруссию, Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию. Я шел, как Моисей, который вел народ израильский. Виза мне была не нужна, моя виза — это Библия. Я подходил к границе и спрашивал, можно через вас пройти. Не поверите, сам начальник границы брал меня за руку и вел. Паспорта у меня нет, есть только справка.

Он показал справку: «Дана Степанову Эдуарду Юрьевичу, 69-го года рождения, в том что ему благословляется паломнический переход из России в Иерусалим.

Духовник Оптиной пустыни схиигумен Илий.

Остановили меня только в Венгрии — причем паспорт они не спрашивали, они спросили 100 долларов за проход. Что вы, сказал я, у меня даже русских нет, не то что долларов.

Можно было их обойти, но я не ищу обходных легких путей. Старцы мне сказали, как только ты пройдешь границу нелегально, ты уже не паломник, ты бандит. И я пошел обратно. Но я на них ни сколько не обижен. Напротив, я счастлив, что Господь дал мне нести этот крест.

Отец Сергий мне сказал: Где вас не будут принимать на ночлег, там не оставайтесь и на службу. А когда вас будут гнать, спрашивайте, кому вы служите — я только сейчас начинаю понимать, что он хотел этим сказать.

Сегодня осталось мало старцев, мало монахов, которые не будут тебя гнать, — в основном все спрашивают документы. А если у меня их нет, что я не человек? У меня нет паспорта, ибо Господу паспорта не нужны.

Меня часто забирают в милицию, иногда у них ночую, по трое, по пятнадцать суток держат, больше не за что.

Меня часто бьют и значит есть за что. В Писании написано: Без воли божьей не упадет ни один волос с твоей головы. Если тебя бьют, ты себе задай вопрос: в чем я грешен. Ибо через каждый такой поступок Господь что-то хочет тебе сказать.

Меня бьют очень часто, но я за них только молюсь. Бывает в милицию привозят всего поломанного, но я ни на кого не пишу заявления, — я отдаю все на суд Божий, я им не судья. Апостол Петр говорит: Если возможно, будьте в мире со всеми людьми, не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божьему, ибо мне отмщение аз воздам. Если враг твой голоден, накорми его, если жаждет — напои, ибо делая сие, ты соберешь ему на голове горящие угли.

Меня бьют просто страшно, но кого из апостолов не били, не гнали — самого Господа били. У меня спрашивают, а если вас пошлют воевать. На это я отвечаю: тогда скажите, в какую руку мне нужно взять автомат, а в какую Библию.

Я знаю это пророчество, что враги дойдут до Первоуральска. Но опять же, если они нападут на нас, то почему вы думаете, что это будет не милость Божья. Народу израильскому давалось наказание, когда они отходили от Господа, а в остальное время они шли и завоевывали новые земли. Так и мы, как с Богом живем, все у нас хорошо, как без Бога — все шиворот навыворот.

Ответьте мне, сегодня Россия отошла от Бога? Если Господь нам попускает, то может быть это наше вразумление. В пошлом году везде горел лес, я всем задавал вопрос: что Господь нам хочет этим сказать? Ведь природа она безгрешна. Землетрясения, наводнения, цунами — люди не задумываются, почему это происходит.

Это замечательно, что мы родились в России, нам Господь открылся, мы должны людям нести истину, потому что кругом столько лжи. Мы не должны этому подражать, мы должны ходить рассказывать истину. Потому что сегодня идет такое необъявленное гонение. Самое обидное, что пастыри разгоняют своих овец, только потому, что ты не имеешь паспорт, ИНН, этот чип. Мне говорят, ты что против патриарха, он же взял? Пусть берет, но если Господь сказал, значит нельзя.

Я стараюсь стать другом Господу Богу. Господь просится к нам в дружбу. Он говорит: вы мне не рабы, вы мои друзья, так как познали моего небесного Отца. У Господа рабов нет, это неправильная трактовка. Он дал нам свободу, любовь, дал себя — разве такой отец захочет, чтоб у него были рабы?

Старцы остались на Руси есть, но их мало, и для нашего же блага Господь их прячет, — потому что мы делаем из них кумиров.

Я веселый человек, веселие это то, что нам осталось от Бога. Нужно всегда улыбаться.

Странников мало

Странников сейчас тоже очень мало. Господь говорил: Входите в любой город и ищите тех, кто достоин принять вас. Сегодня в России странноприимство отсутствует совершенно. В Молдавии меня очень хорошо принимали, у них чаю или воды допроситься было невозможно, давали только вино, думал, сопьюсь. Народ совсем другой. Они меня и в три ночи принимали и ночью, они все еще живут заповедью Божьей. У нас страноприимчивости нет, особенно в центральной России, потому там часто приходится идти в ночь. Даже само это слово забыли.

В Молдавии я встретил бабушку, которой было ровно сто лет. Когда она меня увидела, говорит: пойдемте со мной. Рассказала, что когда она была ребенком, если к ним в деревню входил странник, они бежали наперегонки к нему, кто первый возьмет его за руку, к тому в дом он и войдет. Сейчас, наоборот, от странника все закрываются. Как сказал один батюшка: «Мы стали очень хорошо жить, а когда Россия хорошо живет, она от Бога уходит, когда плохо, она к Богу идет».

Мы топчем ногами заповедь — возлюби ближнего, как самого себя. Живем другой заповедью — ты умри сегодня, а я умру завтра.

В монастырях сегодня тоже не всегда принимают. Я не отказываюсь от работы, я к ним прихожу, спрашиваю: Можно у вас потрудиться во славу Божию. Мне в одном монастыре так и ответили: «Ты что дурак, сегодня во славу Божию никто не трудится, все трудятся только за деньги».

Нельзя было нам рушить святыни. При Брежневе, а началось это еще при Хрущеве, был создан целый институт, который искал доказательств, что Бога нет. Столько народа там сидело, но так ничего и не доказали.

Подошел батюшка и мой собеседник пошел спрашивать разрешения переночевать при храме. «Православный бродяга» — охарактеризует его одним емким словом болотовский батюшка. И он будет прав. Но примет, «не на улице ж оставлять».

Бродяга-странник мне подал идею, как можно в наше время от всех скрыться. Это не так просто во время всемирного интернета, электронных паспортов, кредитных карт. Для того, чтоб скрыться от всех, оказывается вовсе не нужно скрываться в тайге или пустыне, достаточно взять посох и уйти странствовать по Руси, спасая и отмаливая ее.

Приложение 2. Житие русской женщины

Есть на томском севере земля — Нарым. Ехать туда нужно более четырехсот километров, а как доедешь, так и сил нет назад возвращаться. Удивительное место, легендарное место — ссылали сюда русского человека чуть ли не от сотворения мира. А последний отец всех народов, еще в бытность свою Джугашвили, успел поквартировать здесь на казенный счет. И познав на собственном опыте, какая это благодатная земля, впоследствие сделал все возможное, чтобы на освоение и обогащение ее пришли сюда сотни и тысячи ни в чем неповинных людей, которые и обогатили Нарым своими костьми — уж чего-чего, а места в нарымской земле всем хватило.

* * *

Встречаются люди, которые говорят, что пишут. Как правило это профессиональные лекторы, выступающие перед аудиторией каждый день, но случается и так, что где-то в глубинке встретишь неграмотного человека, который говорит, что сказ ведет.

Такую старушку я встретил недалеко от Нарыма, и записав ее рассказ понял, что изменить в нем ничего нельзя — лишнего в нем нет ни слова, ни запятой, а любое исправление только его разрушит.

У меня из окна церкву видно; так я, когда ложусь, становлюсь на коленки и прошу церкву, чтоб Господь мне силы дал на ногах задержаться, чтоб я в койку не свалилась — вот это мое сегодня главное желание.

Я 38 лет на заводе проработала, на почетных досках висела и премии получала, всегда выполнение имела большое, а теперь вот не могу ходить. Но что поделаешь, ничего не поделаешь.

Я с людями, я людей вижу

Вы думаете, я почему этот телевизор смотрю, думаете это такое удовольствие для меня? Я с людями, я людей вижу — кто хорошо, кто плохо делает: я это все в себе принимаю — это моя теперь такая жизня подошла. И включаю я только кино. Вот поставлю стульчик, навалюсь головой на тумбочку, подушечку подложу — это мое любимое место — я всех людей пересмотрю и всем только хорошего желаю, чтоб они были только счастливы, — вот в этом теперь моя жизня.

На заводе столько отработала, двух внуков вынянчила. Мне их как привезут с больницы, на руки положат, и пока я их за ручки не отведу в школу — они все со мной. Так я им все доказываю: Смотрите, чтоб вы были разумные. И слава тебе Господи, не обижуся, учителя вышли, да и не плохие.

Я сама безграмотная, азбуки не знаю, а песни церковные, молитвы знаю. Мы собирались здесь, молодками, в этом доме, пели. Да так пели, что из постсовета пришли двое, мужчина и женщина. А мы испугались, да и крепко испугались. А они отупели у порога, а потом мужчина и говорит: «Что ж вы замолчали, давайте, пойте». — А вы нас ругать не будете? — спрашиваем. — «Зачем ругать, — говорит, — будем с удовольствием слушать». Мы как запели, так у него по щекам слезы побежали как град. Мы друг на дружку глянули, и поняли, каждый в себе, что у него сердце к этому лежит.

Что это за «враги народа» такие?

Вот так я смолоду и жила. А потом у меня мужика — не знаю, что он плохого сделал, — забрали. Где его сказнили? В какие только розыски я не подавала. Похоронку прислали. Вызывают меня в милицию, сидит там такой представительный, в погонах, ну и мне начитывает, что муж ваш живой, уже расконвоирован, только нет у него права выезда. А я так голову повесила, слышу, что неправду говорит. Он спрашивает: «Вы меня слышите?» — Слышать то, слышу, — отвечаю, — только слышу, что вы мне неправду говорите». Он аж на стуле подпрыгнул, не знаю, что его так встряхнуло. «Как неправду?! Как неправду?!». Я подхожу, кладу ему на стол похоронку: «Вот похоронка, мне вручено, и я не знаю, кому теперь верить. Он мне больше ничего не смог сказать, я его больше ни о чем и не спрашивала.

За что их сказнили? Они же ничего не сделали — они были работники хорошие, они землю любили. А их признали какими-то «врагами народа». Что это за «враги народа», интересно такие?

Вот так и прожила, уже 91-й год. На заводе меня никогда не ругали, только девчата-станошницы склоняли за то, что у меня большое выполнение — 170 процентов. Я была счастлива, что у меня на это хватало сил. Мне не проценты были нужны, а жизнь — деньги были нужны. Девчата шушукаются, я им говорю, мне ваша слава не нужна, мне говорю, прожить надо, чтоб не умирала с голоду.

Из-за этих процентов все на меня ошеломились, потому что если я в неделю много напилю, уже норму прибавляют, значит, можно больше вырезать. А я старалась, чтоб у меня деньги были. Ихние дети идут в школу бесплатно, а моё дите до седьмого класса доучилось, и начала за его платить.

Вот я и прожила так и, слава тебе Господи! Только сынка рано похоронила. Бедняжка, сердце, видно, надорвал, сколько ему пришлось пережить.

Помню, собирался в школу и забыл рубашку надеть. Я его поднимала за сколько, чтоб самой на работу поспеть. А учительница его к доске поставила, пуговки на жакеточке расстегнула: «Посмотрите, — говорит, — на сына «врага народа»». Где ж тут здоровое сердце будет? Как жизнь проходила, как на нас люди смотрели? А что поделаешь? Там одна девчоночка, разумных, видно, родителей, встала и говорит: «Вы, Александра Ивановна, пуговки ему не расстегайте, а вы у него спросите, он поел сегодня или пришел голодный?». Как взбунтовались все дети, шум подняли. Директор пришел: «Что такое?» — «Александра Ивановна сказала, что сын «врага народа»». Тут, конечно, учительнице склонили хорошо, директор говорит: «Вы не имеете права так говорить».

Теперь я всех святых прошу и кланяюсь: в моей семье воров и пьяниц нет, в моей семье дети как люди, я за них не переживаю, что они там где-то кого-то обманули, обокрали, кому-то что-то плохое сделали. Мы не боимся — они у нас справедливые.

Господь мне сноху послал, она меня не обижает, она ко мне как к родной матери относится. А вот сынок умер — тут уж на счет Феди такая тягость.

Пошел экзамены в институт сдавать, его не хотели допускать, потому что сын «врага народа». Там, видать, добрая душа в комиссии оказалась, говорит: «Если отец виноват, значит, его отправили куда нужно, а дитё разве должно страдать за него?» И допустили, он все правильно ответил. Не знаю, как у него получилось, выучился на юриста — вот сердце свое и исстравил. Как он бедняжка намучился, поэтому и сердце долго не выдержало. Говорят, кто живет — радуется, а у нас всю жизнь одни слезы были.

Мне было десять лет, я уже по два гектара земли выпахивала на четырех конях; если отец посеял пшеницу, я еще борону цепляю с конем. Это представляете себе, пять коней и еще борона сзади идет?! И попала вот в ссылку с 30-го года, это вся жизнь считай прошла в ссылке.

Это ведь надо, в таком труде, и девяносто лет прожить!? А вот и прожила и, слава тебе, Господи.

Самое главное — быть с душой

У всех по-разному жизнь складывается, самое главное — это быть человеком, не обидеть, не ненавидеть того, кто рядом с тобой, главное — это быть с душой.

Когда нас сюда привезли, тут была только одна улица — рыбаки жили, — дальше тайга. И вот, нас привезли, в этой тайге как кули сбросили с баржи. Ни магазина, ни пекарни... Муж туда прошел, сюда прошел, говорит: «Рви осоку, плети веревку». Я давай крутить эту веревку. Он один куст склонил, другой, привязал их, зашел сзаду, наклонил тот куст, привязал. «Теперь, — говорит, — давай травы рвать на постель, на подушку». Нарвали, настелили. «Вот тебе и прекрасный дом, вот и жить можно». Так вы представляете, как мы жили?! А что поделаешь, ничего не поделаешь?

Мы никого не убили, не обругали, не обокрали. Вот вы знаете, я все время вопрос задаю: «Для кого все это было нужно, такое мучение людям создать? Сколько ни спрашиваю, никто не может ответить».

А я труженица была с десяти лет. Солнце еще не взойдет, мы лошадей запрягем и солнце закатится, только выпрягаем. Так это кто пахал, он меня сразу поймет.

Я как лошадей выпрягу, дай Бог их попутать. Только попутала и сама в стог сена, там у меня така нора была, и я в этом стогу зароюся. Отец скажет: «Ну, ты где там? Иди ужинать... Ой, Боже ж ты мой, да что ты не хочешь? Когда ты ела?». Я на себя сено тяну, чтоб отец меня не достал. Слава тебе, Господи, я сейчас всем святым кланяюсь, что така трудная жизнь была, и я ее прожила и 91-й год мне, уже бы, кажется, лишнее, а я все живу.

У меня все горе, что у меня мужа так испохабили — и такой был парень хороший, добрый душой, такой был сознательный — нет, кому-то помешал, раз забрали.

Приехал из города начальник, говорит: «Вы в кустах не прозимуете, не прожить вам, а беритесь-ка за работу, корчуйте и стройте себе дома». Но дома какие? Бараки.

Стали деревья корчевать. Женщины ямки копают, мужчины столбы ставят, потом их обшивают. И вы знаете, сколько мы сделали за лето? Шестьдесят бараков. А когда хватились заселять — уже снег пошел. Сначала расселяли по две семьи, все бараки заселили, а народу не убавилось. Так стали заселять по пять семей. Я вот в этой комнате сейчас одна живу (3х5 метров), а в тридцатом году мы семнадцать человек в такой же жили. Коек не было — сверху делали полати; слева козлины, справа козлины, доски настлали, сена навязали, на эти доски положили — вот так и жили. Трудно было, очень трудно. Я только все говорю: Матерь Божья, Пресвятая Скорбящая Богородица, как я благодарна, что ты нас еще в живых оставила, что мы такое мучение прошли и выжили, а я еще до 90 лет дожила.

Нас с Алтайского края выслали. Когда высылали, там одна сказала: «Мы вас туда сошлем, где белые медведи, они вас съедят». Когда я двадцать лет уже в Нарыме прожила, нас с комендатуры сняли, имела право в свою деревню вернуться. Только мы тогда уже и здесь стали хорошо жить — деньги нам платят, и товар к нам забрасывают. Женщины и юбки, и платья понашили — мы столько товару хорошего понабрали. Я, перед тем, как на родину ехать, платье себе сшила, товар дорогой взяла, ботиночки купила. Приехала домой и не знаю, где кто живет — все переменялось, в колхозы повступали. А которая медведям хотела нас скормить, встретилась мне и говорит: «Ой, это ты Маруся?» — Как видишь, — говорю, — ведмеди не одолели. А мы как начали деревья выкорчевывать, да костры жечь, так ведмеди от нас без задних ног бежали. И, слава Богу, — говорю, — что выслали, а то осталась бы здесь, пошла бы в колхоз работать, вы бы меня всяко критиковали, а мы там жили спокойно, люди там хорошие, не то, что здесь. И уехала оттуда обратно.

Вот это моя жизнь, я ее прожила. А теперь, Бог его знает, как дальше буду жить — только бы в койку не завалиться, это моя теперь первейшая просьба ко всем святым.

(п. Могочино)

* * *

Если вам понравился рассказ, прошу оказать поддержку проекту и следующей экспедиции А. Сотникова. Подробнее о поддержке читайте на сайте http://www.spasi-hram.ru/.

На сайте также можно заказать часовой DVD-фильм автора «Путешествие в поисках русской Гипербореи». О прошлой экстремальной экспедиции Сибирь—Чернобыль—Белое море. Фильм рассказывает о встречах автора с отшельниками далекого русского Севера, живущих в счастье и благоденствии в полном отрыве от благ цивилизации.

Приобретая фильм, вы поддерживаете следующую экспедицию проекта «Спаси Храм»: из Сибири в православную Грузию.

Стоимость фильма 500 руб. В стоимость входят услуги почтовой наземной пересылки (заказывая фильм, не забудьте указать свой почтовый адрес. Заказать фильм можно по телефону или электронной почте. Подробности на сайте).

В экспедицию Томск-Грузия выезжаю 15 июля. Новости буду выкладывать почти ежедневно на сайте http://spasi-hram.ru/

Дорогие читатели, прошу вас поддержать проект и экспедицию! Без вашей помощи экспедиция долго не продлится. http://spasi-hram.ru/

А старый знакомый)))

Екатеринбуг
Чавой то совсем коментов нет. Очень нудная писанина без фоток. в основном о смысле жизни. а не о путешествии.
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

О! Борода! Только вчера вспоминал. Пошел читать.
Мой отзыв: Toyota Rush 2006

Странник божий))

Железногорск
Очень приятно Вас читать. И хотя моя жизненная позиция во многом с Вами не сходится очень подкупает ваш литературный язык (особенно на фоне других публикаций), неугомонный характер с жаждой приключений и честная прямая позиция.
Пишите ещё. Я читаю с удовольствием.

34rus
"Так случилось, что перед выездом у меня сломался фотоаппарат. А денег как всегда было в обрез, я пошел в компьютерную фирму «Велком». Мне говорили, что ее создали хорошие люди, которые могут помочь полезному начинанию. Пришел, рассказал, дали на время полупрофессиональный фотоаппарат"- так-то могли бы и подарить за наклейку- то )))
Рассказ хороший, читается легко.

да мысли оооочень странные
Outlander XL 3.0 -> Civic 5D

не нравиться у человека философия побирушки, а кто не дал тот плохой. Вопрос когда он катается по миру кто его детей кормит, жена любимая на себе все тащит? Это же сколько терпения должно быть.
Уаз Патриот с пивом потянет))
А лучшая рыба к пиву камбала ))

Пока не прочитал, но, фотки (первые) позитивные :)))
Читал некоторые ваши раннее изложенные рассказы, для меня где-то познавательно.

Молодец, что продолжаете путешествовать!
За ранее ставлю 555+++

Надеюсь на лучшее.

для остальных: У каждого свои тараканы!
ALP

А молодец, хорошо написал. Деревня - сила.
4WD - нашевсе

Чингачкуг:
Странник божий))
Нннда, это точно....
Toyota Caldina 2001г. ST210G 3S-FE обьем 2.0
Мой отзыв: Toyota Mark II 1993

Салехард
Может и есть в этом какой прикол! Но не работать кататься в по Росее-Матушке на скутере, жена дома работает и сидит с ребенком.... Как-то или что-то не не так.... Ну да ладно... , фотки хорошие, кроме двух где мужчина с бородой какающий в поле на фоне скутера.
Это от водки - это пройдет!

The Southwestern Angarsk
))))))))))))))))LOL
Zare mbo89:

Порадовала подпись на гаишнике))))+1

Что то изменилось у автора в жизни. Жалоб меньше стало.

Zarembo89:
Долго ржали...всем офисом...

Чувак не в себе,побирушка,не работает...только ноет.Пуст идет дворником работать и очищать мир от грязи.Или плотником бабушкам лавочки и гробы сколачивать.
И не надо удалять мои посты,у нас же демократия и свобода слова)))
А не тупо цензура.Все мнения имеют право быть опубликованными!!!Вы же журналистом себя называете.
Honda Одиссей 2008год
Arctic Cat 1100
Eberspreher 2.5 кВт дизель продам б/у.

Работу бы автору, хоть дворником. В Томске свой двор в чистоте держать.

чего то не хватает ... и в рассказе и в человеке...
но сформулировать пока не могу

Церкви есть армянские у нас.
И авторынок крупнейший тоже,

Diman124:
И не надо удалять мои посты,у нас же демократия и свобода слова)))
Это и есть класическое христианство. Нифига не делать, и заставлять всех думать что все тебе обязаны.
Журнал "Мурзилка" за 83 год (читаем быстро) "Ах, у ели, ах, у ёлки, ах, у ели злые волки"

Как то всё нудно

Кремль
Компрессионнно
Мой отзыв: Nissan Bluebird Sylphy 2001

г. Выхлопдар
Исписался... За что люди не любят Явлинского? За то, что он всех учит. У него синдром профессора. Если он не выдаст первому встречному, с утра мудрость, то чувствует себя плохо весь день.
Я с интересом читал все писания сего индивида, перемежающиеся дорогой, мыслями и впечатлениями. Сегодня случай другой.
Сам читай, что написал.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Я езжу отдыхать на заработанные и с семьёй,а видеть радость и улыбку на их лицах, для меня самое дорогое!

прокопьевск
не там выложил свою писанину.

УрФО
Замечательно!
Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами.

РФ Екатеринбург
Обязательно почитаю.....
«Были же люди как люди, и вдруг все сразу стали кретинами. Парадокс…»

ну за поездку пять, а вот за рассказ... лично мне не нравятся рассказы по принципу :"Мысли вольно, буквам тесно" (с)

Tahl'ka
У автора ПГМ, к сожалению, а так молодец все равно.
Удивительное рядом.

Рассказ о жизни, поэтому для некоторых кажется нудным. Всем сейчас шоу подавай. Простого человеческого общения не понимаем. Дожили.
Очень душевно автор. Спасибо за труд!
Toyota Estima Lucida 98г.в. 3C-TE, 4wd

Прочитал. Как всегда сложно. Порой ангажированно. Не хватает объективности и непредвзятости. Опять слишком много ИМХО. "Сказали... Военный по пьяни не ту кнопку нажал.." - ну че за глупости. А еще и выводы об этом свои писать, и в СМИ выкладывать. Лишнее это. И таких ИМХО у автора, выдаваемых за реальность много, во всех его произведениях.
Хорошо хоть мопед сменил. Хотя я думал, что вообще на "Ригу" пересядет.
В любом случае, путешествовать и так описывать быт села - это пять. Ведь мы, почему-то стараемся не замечать деревню, когда едем через нее. Стыдимся ее, и радуемся, что у нас дома, в городе есть унитаз со смывом и горячая вода в душе, а те люди, которые сидят на лавочке рядом со своими домами вдоль трассы и продают овощи и прочую снедь со своих и не только огородов, они к нам лично никак не относятся.
Сотников, дочь у тебя замечательная - такая юная, а взгляд уже взрослый. Похоже ты ее сфотал пред выездом?
В любом случае, рассказы твои не остаются без внимания и вызывают обсуждение. А это результат.
Удачи на дорогах.

Душевно. красиво написано. Читать такое приятно:) А кому нудно - тому имхо надо желтую прессу читать (без обид:) ).
Понравилось. Автор +5 вам за старания :)
Honda Fit 2003 1.3
Ка бы не было зимы...

?????
двоякое впечатление - с одной стороны путешественник молодец, а вот с другой стороны мысли и размышления какие-то глупые, поверхностные, рутинные и однообразные....и весь текст про советскую власть да про комуннизм, 20 лет прошло, а он всё про коммунистов.
И жизнь у человека походу не такая как он хочет
........В гробу отлежимся.........
....Honda Stepwgn & TAXI....
Мой отзыв: Audi A6 1999

Аще странный мужичёк))))))
Toyota Camry 2.4 2002г
Мой отзыв: Toyota Camry 1998

New-Sibirsk
По сравнению с прошлыми опусами - неплохо, а вообще - фигня
Добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем одним добрым словом.

Лесостепск в краю болот
:)))) Долго этот миф буду катать, про непогрешимую грузинскую полицию??? Не боятся они полиции, они боятся ее еще как, ибо Саак сосредоточил все ресурсы госудраства в своих руках. А вот у нас как раз плевать хотели на полицию, плевать на законы. И если бы не сидели они в кустах, на дорогах гибли бы не 28 тыщ в год а 48 тыщ. Ибо у нас все, абсолютно все слои общества плют на законы.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.

екб
Много "лирики"! Не дочитал!

hondalub:
Вот тоже это зацепило и еще про Украинскую армию! откуда информация?!

Шамбала
Когда читаю про путешествие,интересно.Когда погружаюсь в словоблудие,то для себя понимаю,что у человека философия классического халявщика и лодыря .

Щёлково
Тем кто читает впервые автора сразу скажу, у него всегда так. Это еще не самый нужный рассказ. Пишет он грамотно, но очень занудно, выдавая свои мысли за истину. Ну и любая ОБС передается как истина.
Про философию побирушки. Ну так и есть.
Про семью, по началу рассказа идут мало убедительные оправдания, это по комментариям в предыдущим рассказам.
Фоток как обычно интересных нет. Рассказ скучный и ни о чем, уже на половину состоит из рекламы и попрошайничества.
Читать автора можно, но примерно через строку не более.
Кстати каталога из 100 фильмов на его сайте не нашел. Может плохи искал, но какую ссылку дал.

Спасибо за труд...Очень интересно!
мда.... ну и депресняк же у человека!!! , а всего лишь из-за того что холодно на скутере да по Сибири :)

Старый Оскол
Интересно изложено, хоть и с "причудами".
Не все мысли автора можно воспринимать как аксиомы, далеко не все....
"Странник божий" - можно понять, что изначально не "странствующий", а просто "странный":) сам себе на уме.... хотя и тема интересная.
И как правильно здесь заметили - опус несколько не в тему, по-моему, более философский, чем просто заметки путешественника.
Если чайка летит жёпой вперёд, значит ветер сильный...!©
(старинное удмуртское рыбацкое поверье).
Mtk

В целом понравился рассказ, душевно написано. Надоело читать бесконечные опусы "Как я ездил на/в.." и "Как я гнал автомобиль".
Но некоторые взгляды кажутся несколько поверхностными и наивными, например восторгание деревенской жизнью. Достаточно будет переехать из Томска в маленький дом в деревне, как окажется что наличие теплого туалета в доме никак не влияет на нравственность человека, ИМХО, зато сильно уменьшает вероятность простудится зимней ночью в промерзлом нужнике за сараями.

Опять нытье в стиле Васисуалия Лоханкина под прикрытием православия. Рад, что незнаком с ним лично. Столь занудные и упертые люди меня откровенно бесят. И что характерно для настоящего интеллигента, в конце приписка о том, что дайте мне денег, а мне все нужно бесплатно, а вокруг такие нехорошие, мне не дают ничего.
Овощи - не еда, это то, что едят с едой!
Мои отзывы: Peugeot 206 2006, Toyota Cynos 1998

Да нормально все ! В чем - то с автором можно не согласиться , но живет человек так , как считает нужным. Не тупо тянет свою жизненную ношу , стараясь не выбиться из колеи , а ЖИВЁТ ! Да еще с нами , серыми , впечатлениями делится. Спасибо , человече !

Зачем смеётесь, уважаемые дромовцы, человек всё правильно говорит, у каждого своя философия жизни. Не надо никого осуждать только за то что живёт как-то по другому...
Что может рассказать о жизни в других регионах любой из дромовских путешественников??? О том где пожрал, где поспал, как его "обобрали" наглые ДПСники "практически не за что", ну и в качестве апофеоза фотография своего тела на стандартном общепопулярном фоне... А о людях начинаете рассуждать если что-то с вами не дай бог случилось в пути нехорошее и пришлось общаться с местными...
"Хочешь изменить мир - начни с себя!!!"

сложно комментировать сиё повествование. По этому без комментариев

автор:
Наивный человек...

25й Регион
Автор ! А что значит " Профессиональная Путешественница ?" .... это значит , что за то . чо Она путешествует , Ей кто-то за это платит Деньги ? Или Как ?
. LETS BE HAPPY - WHILE WE ARE HERE

галиматья, ни одной ценной мысли во всем наборе фраз... похоже тема себя исчерпала
Suzuki Escudo TA01W - был
MarkII TourerV JZX100 - был

Улыбнитесь, завтра будет хуже! (с) Беся

После измышлений автора про ЮКОС и МБХ - перестал читать.
Очень поверхностные и однобокие рассуждения в стиле "ОН ДОЛЖЕН"...

Синус круче!

При встрече с этим "странником" будьте осторожны - понятия добра и зла у человека своеобразные и сильно расходятся с общепринятыми.
Физически зла не причинит, на в спину плюнет легко.
была Mazda Tribute, 2.3, 4wd, 2007г, есть Ford Kuga, 2.5, Fwd, 2018

Дальний Восток
Интересно автор рассуждает- Шевчук из Чечни не вылезал. а откуда Вы это знаете. А так отчет довольно скучный.

N.Novgorod
БУМЕР РАНГ:
У нас в России есть свой профессиональный путешественник - Федя Конюхов. Тот еще бездельник. Умеет гад себе деньги на хобби доставать. Уважаю (как говаривал тов.Бендер)!
мнда..... у нас препод на лекции по психиатрии говорил- бред сивой кобылы в тихую лунную ночь.... тоска, депрессия и нищебродство

Да уж( Автор в чем то прав, а судя по комментариям, прав в том, что у нас сейсас во всей стране подмена понятий "хорошо" и "плохо". Рассказ вцелом понравился!
Mazda Demio 2005г.в. АКПП

стране герои нужны. больше чем странники, скитальцы и страдальцы.

Автор,что сказать-то хотел?Большевики,церкви,простр анные рассуждения непонятно о чём.Призыв к деревенскому дауншифтингу?Призыв спонсоров посодействовать?"Срыв покровов" с деяний "кровавой гэбни"?Или внутренняя усмешка над нами,сирыми у убогими,"истины не видящими"?Несмотря на "полупрофессиональный фотоаппарат",пожертвованн ый тебе,совершенно нет хороших снимков,несмотря на пройденный путь.
Тёплый ламповый джинн.

Kaius:
стране герои нужны. больше чем странники, скитальцы и страдальцы.
А ты готов им стать?Героем,кстати,чего?
Тёплый ламповый джинн.

Ушайск
Мдя ... без каментариев ... :)
Блажен тот, кто верует .... единственное, что в голову пришло ...
Мой отзыв: Toyota Vista 1995

Ушайск
А так вообще не понятно, на какие деньги человек путешествует ... съездить в грузию - это не за 128 км от того места, где ты живешь сгонять... тем более на скутере ....
Поесть как минимум 2 раза в день надо ... бензином скутер заправить ...
А супруга чем дите кормит, пока странник в отъезде ? Тоже как и странник на подаяние живет ?
Сервис,автозвук,шумка - 93-70-98

С одной стороны душевно, с другой... вернее, надо бы эту фразу, начать со второй половины:
с другой стороны... а вроде как и душевно.
Однако заметить хочу я: человек силен и умен, а вовсе не "слаб и немощен". дело совсем в другом. автор идет путем и цель его в этом и есть.
добро и зло лишь тени чистого разума, только где его взять?
предсказания по светофору, недорого.

На 200 человек один верующий, при царе на 200 верующих один коммунист и то хорошо не жили. А так про Сибирь деревню нормально.

Ev@nder:
Синус круче!
Его колбаса кормит!)

Ейск
Всё правильно написал.

Новосибирск,Обь.
Ура! Андрей! Живой,здоровый! Привет!!! Часто вспоминал тебя,когда в раздел путешествия заходил,почитать вообще нечего. Про загранку-неинтересно,да и про Российские путешествия скучновато пишут. Твои да Синуса повествования очень интересно было читать. Сейчас машину угоню в гараж и засяду за чтение.
Бабло - всегда побеждает зло.

Златоуст
Раньше тож считал это все святое. Больше не верю в христианство. Все кресты, иконы поубирал, раздал, крестик с цепочкой серебро переплавил.
Марк 2 1996 1JZ-GE=>Sprinter Carib 1996 4a-fe

Андрей, еще не прочитав ни строчки, предвкушаю радость от встречи с творением незаурядного автора.
Часто тебя вспоминал, пробегаясь по рядовым "отчетам" с перечислением, где какая дорога, сколько заправлено и выпито-съедено в пути.
Наконец-то опять можно не просто пробежаться по тексту, а познакомиться и, может подискутировать, с изложенными МЫСЛЯМИ и ВЗГЛЯДОМ интересного человека.

По моему ЧИСТЫЙ МАТЕРИАЛИСТ-ЭГОИСТ с РОМАНТИЧЕСКИМ уклоном.Не каждый из нас думаю сможет жену уломать сидеть дома ,а самому в одного...........ЭХ !!!!!!

Ура! На этом ресурсе есть автор, который умеет писать на русском языке! Очень приятно было читать. А жизненная позиция просто совпадает с таковой тех людей, которые в большом количестве обитали на территории России до семнадцатого года, к сожалению победили не они. Трезвый взгляд такой, даже странно. Отлично.

Борода жги еще!
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado

Толи зов души,толи крик души,поди сам не знает,хотя и проехал пол России?

Прочитал все.
Есть утверждения, с которыми можно поспорить. Но, если бы хоть 10% обитателей нашей страны задавались вопросами, которые поднимает автор, то это была бы другая Россия. Увы, судя по комментариям, философствование и свой взгляд на жизнь воспринимаются, как некая аномалия одиночек, типа автора.

нифига себе
Не надо иметь друзей - с друзьями надо дружить...

Павлодар
странно, с ходу непонятно, но имеет право быть... зёрна есть.

Жена терпеливая, молодец.
SALE! Продам аккаунт!
Мой отзыв: Toyota Camry 1993

оууу давненько видно не было )))
Мой отзыв: Toyota Paseo 1992

Отчаянный чел.

в жизни каждого человека есть светлые стороны и темные, мне нравятся те кто видит светлое, ибо ищущий дьявола найдет его, ищущий бога найдет бога и будет под его защитой, так вопрос один есть: "а кого автор ищет? "
Додж-какраван - семейный бегемотик, ниссан - эксперт - трудяга.

Пишет интересно, и читается легко! Но не все так плохо у нас....
Деревня очень хорошо описана, параллельно бабушек своих вспоминал....

Спасибо,интересный рассказ!Удачи в дальнейших путешествиях!

Когда рано утром уезжаешь на работу, целый день пашешь, так как нужно содержать семью, и поздно вечером возвращаешься с единственным желанием доползти до дивана, данный опус читать нет желания, гораздо приятнее читать простой отчет без наворотов человека честно отработавшего год и выехавшего на отдых/отпуск со всей семьей, без разницы куда (Алтай, ЮБК или наш берег)...
Почему-то как-то так...

Человек не от мира сего, живет своей жизнью, никому не мешает.
Рассказ как инфа для путешественников - ценности 0, как попытка подвинуть нас к богу - у каждого он свой, и дром не место для этого.

Cochem Германия
Да... Это верно... Мужичок еще в жизни нормально не вкалывал...

Жену его не жалко, она взрослая женщина сама видит чё к чему. Сама выбрала жизнь с эгоистом. А вот дочурке за что? Какой пример отца? Вырастет и будет думать что так и должно быть. Бабы сидят дома и работают, а мужики развлекаются. В шею такого папашу гнать надо.

г. Выхлопдар
Как любой догматик, критику не любит. Комментарии удаляет, иполне безобидные. Барин.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Это не путешественник а ******* а б о л!
Электромонтажные работы. Светодиодные светильники от 5500.

и упоминаем мы бизнес и деньги имеющих, да так, что это они, своими только руками и головой, этот бизнес и деньги делают в одиночку. и забывает автор тот факт, что спонсируют его за счет пота и мозолей обычных работяг, которые с утра до вечера... кого из них ты, автор, знаешь? почти профессиональный фотоаппарат ему дали. ага. и сделали они его сами.
про бога и церковь: если и есть он там, то мало - меньше чем сока в "добром", гораздо меньше, как в воде примерно сока есть - так и бога в церкви.
предсказания по светофору, недорого.

boxen:
судя по комментам, народу завидно-обидно, что человек не так как они живет...
Мне к примеру не завидно-обидно, что автор живет не так, как я (или я не так как он), мне просто непонятен.
Непонятно так же - как можно ходить и выпрашивать что-то ? (ну нет у меня денег что то купить - значит подождем или усердно поработаем), но пойти выпрашивать - я не смогу.
Бросить семью на н-ное количество месяцев - я не смогу .. видимо не тот я человек

Полста четыре
Ух-ты, опять Борода! Ща почитаем. Исправился, нет...

ОТВЕТЫ АВТОРА

Спасибо всем, что познакомились с моим недостойным трудом, спасибо за интересные комментарии. Одна просьба ко всем, кто обливает автора грязью (я, конечно, какие комментарии не читаю, но читают другие ), подписывайте слова своими именами, чтоб быть ответственными. Помните, что за анонимки еще недавно сажали, а ники – это те же анонимки.

Вы писали:
«Что то изменилось у автора в жизни. Жалоб меньше стало».

Спасибо. Действительно, жизнь в России вообще улучшается. Даже ВВП впервые под зад дали. Задумались.

Нет, это мы с нею в гостях у мудрого магадаевского отшельника.

и еще про Украинскую армию! откуда информация?!

Ехал как-то с двоюродным братом по Донецку в его авто. Я сел, сразу пристегиваюсь. – Он: Зачем, у нас можно не пристегиваться, здесь свободная страна. … У нас и дедовщины не стало, как только отделились от России

4. Не надо никого осуждать только за то что живёт как-то по другому...

Не думайте, что автор такой уж бездельник, только потому что не ходит на службу. Бездельников нет, они все давно вымерли. Если у тебя нет службы, где тебе какой-то дядя платит стабильное, выжить намного сложнее, ты должен вертеться с утра до вечера, ты сам себе хозяин и сам за себя отвечаешь.
Так же и автор этого очерка, например, сегодня с утра съездил на авторынок, попытался обменять свой старенький ниссанчик на такой же старенький микроавтобус – необходимо авто, чтоб легко перевозить скутер. Предложили только тойотку 84 года. Потом поехал ремонтировать квартиру родителей, теперь шлифую здесь дверь и пока перегретая дрель отдыхает, пишу ответы на ваши комментарии… Так что не суди и не судим…

И все же нравится мне читать комментарии дромовцев – сразу видно что за люди в России, как два разных лагеря.

сложно комментировать сиё повествование. По этому без комментариев

Правильно, мыслить вообще – самое сложное в жизни. Для того и публикуем.

А что значит " Профессиональная Путешественница ?"

Действительно, тут ошибся, она не профессиональная в этом смысле, ей ни кто не платит за путешествие, она сама весь год зарабатывает, потом – летит на другую сторону света, чтоб покататься месяц-другой на велосипеде, разве это не профессиональное отношение к делу.

Интересно автор рассуждает- Шевчук из Чечни не вылезал. а откуда Вы это знаете.

С Шевчуком в «прошлой жизни» я делал 2 или 3 интервью.

8. Да уж( Автор в чем то прав, а судя по комментариям, прав в том, что у нас сейсас во всей стране подмена понятий "хорошо" и "плохо"

Только ради одного такого вывода, стоило почти полгода работать над этой статьей.

Ура! Андрей! Живой,здоровый!

Да, живой, сам удивляюсь. Сейчас еще и Грузия со следующего месяца предстоит, бензина на пол пути есть, туда доеду, если вернусь – значит будет еще очерк.

10.
судя по комментам, народу завидно-обидно, что человек не так как они живет...

И правда, люди должны быть разными, как внешне (прическа, одежда…), так и внутренне. А из нас 70 лет делали нечто единое, да и сейчас не лучше, достаточно почитать эти комментарии, чтоб понять, кем мы стали.

11.

Вы правы, человек с каждым днем деградирует, если он останавливается и перестает душевно работать (молитва, чтение правильных книг, слушание лекций и тд.- это должно происходить ЕЖЕДНЕВНО). Мы деградируем каждый день, посмотрите на любого, каким он был в молодости, каким он стал в конце жизни.

В христианстве в православии есть великая правда, в ней есть сотни, тысячи святых, то есть действительно спасшихся – а это главное доказательство истины.

12.
Спасибо, хотя думаю с публикациями на дроме придется кончать, переходить на оплачиваемые сайты.

13. Рад твоему возвращению. Надеюсь, и мой скромный вклад чуть-чуть помог тебе осуществить очередное исследование.

14.
вопрос один есть: "а кого автор ищет? "

Автор знает, кого он ищет, вопрос в том, найдет ли – этого ни кто не знает.

15. критику не любит. Комментарии удаляет, и вполне безобидные.

Автор комментарии не удаляет, это не в его власти, они удаляются на сайте автоматически. Просто автор грязь не читает. Раньше читал, три дня с этой грязью в душе ходил.

Вятка-Москва
Спасибо!!!!!! всегда читаю ваши рассказы, может с чем и не согласен, но всегда нравится что по доброму все, по человечьи!!!!
Спасибо!!!!!!
Soarer MZ11 82г
CROWN MS90 75г
Mazda Roadster 90г
TOYOTA Stout 78г
MITSUOKA LS
Мой отзыв: Mazda Eunos Roadster 1990

A-S-V:
....... а ники – это те же анонимки.....
Заходим в профиль и читаем, кто есть кто ... :)
Сервис,автозвук,шумка - 93-70-98

А почему, собсна - не формат? Здесь на Дроме сами участники определяют формат. Я рад, что и такие Авторы есть. Кому нудно, могут и не читать, кто заставляет-то?
Облей вином молитвенный коврик, если этого требует Наставник Священного Огня

НСК --> РНД
Автор большой молодец, проделать такое путешествие не каждому под силу.
Единственно, ряд утверждений и выводов по-детски наивны и в корне не верны, но видать такие они - русские путешественники))
радикално-пропутенски настроенный господин
Сделал доброе дело - не забудь забрать гильзу с собой.

Во многом согласен с автором, но от чего то просто в шоке.
Именно такая фаталистиеская религиозность "меня много бьют, видно есть за что" и отвращает от веры многих здравомыслящих людей.
Верующий, значит верящий во что то , а проповедовать это уже другое занятие,
Забота о храмах умиляет, почему нет такой заботы о дет. садах или спорт площадках, например.
И еще не надо людей считать недалекими, и свои выводы проповедовать, они сами разберутся, где добро , где зло и телевизор им в этом не помешает.
А вот семью таким людям иметь, нужно запрещать на законодательном уровне, как и решать вопросы о прививках, его скорее всего все равно дома не будет, когда ребенок заболеет. Уж лучше совсем без , отца жить, чем такой образ иметь.

Многим на их вопросы Автор ответил в своих предыдущих повествованиях.
Вначале прочитайте ВСЁ.
Андрей, Вам нужно отъехать за 100-300 км. от цивилизации, чтоб
стать более свободным, а мне достаточно прочитать Ваш труд, чтоб
в очередной раз вспомнить, что не хлебом единым живём...
Про душу вспомнить. Пусть и не во всём я с Вами согласен,
но и поучиться у Вас много чему. Спасибо за очередной рассказ.
Очень интересует Ваше мнение о Грузии, после посешения этой страны.
Три года подряд в 90-е летал в Грузию по работе, видел во что превратилась
Советская Грузия без России. Безработица, отсутствие дорог, ещё большее расслоение общества на богатых и бедных... Но как я их обажаю за тосты, за гостеприимство..
вот они однозначно к земле ближе, а их земля-камень, а и там лоза растёт.
AIR-S 3л. 4WD.

"Евдокимов правил Алтайским краем всего несколько лет, а какой эффект. С постперестроечных годов это был единственный политик, вышедший из народа, болевший за народ, и взошедший только благодаря тому же народу. Почему-то я уверен, что станься он жив, он бы сегодня стал президентом."

Вот уж действительно, блажен, кто верует!

Салехард
"Еще раз спасибо. В прошлом году путешествия в Грузию не получилось, так как средств не насобирал, но благодаря тому что один человек пожертвовал 10 тыс. и читатели дрома еще 5, 5 тыс - совершил два больших выезда по Святым местам Западной Сибири. В этом году также продолжу после Грузии разрабатывать этот паломнический маршрут. А то на западе России есть и Золотое кольцо и Серебряное кольцо, у нас тоже есть свои ценности и они не хуже, только мы о них не знаем. "

один пожертвовал 10 тыс и читатели дрома еще 5, 5 тыс, с миру по нитке голому рубаха! Ребята зачем ведетесь на разводняк, Зачем деньги перечисляете? Отдайте их лучше в детский дом и соседской бабушке или дедушке на хлеб! Ремонт делаешь, меняешь машину на микроавтобус! Заметь, чтобы возить скутер, а не "СЕМЬЮ"! Денег на собирал и поехал по стране...... Зашибись!
Это от водки - это пройдет!

ОТВЕТЫ АВТОРА
Это интернет дружище и тебе нужно принимать его, каким он есть, вместе с его никами, аватарками и смайликами, ведь именно благодаря ему ты и собираешь деньги для своих "благих целей"

Да! Мужественно, дерзко. Зело-борзо. Евдокимов был мужик из народа, но не на сцене, а в жизни.
При желании экстрима можно сесть задницей на раскаленнную печь! Сам будеш героем, зато ближние страдать не будут.
Русские долго запрягают, но быстро ездят.

Щёлково
Вдруг пришла мысль, а ведь и в МММ деньги опять понесли, вот и автора читают с восторгом. Наверное потому в России так и живут, что верят не в свои силы, а в сказки и ждут манны небесной, вместо того, чтобы прилагать усилия.

А тем кто жену автора жалеет, думаю напрасно, просто она сильная женщина и знает чего хочет. Кто-то просто рожает для себя, а кто-то еще и мужика содержит.

очень и очень понравилось читать. Я и сам любитель путешествовать. Вот сын подрастет и поедим с семейством по России.
автору перевел немного денег на карту, от меня не убудет, а ему они нужны.

жаль конечно, что большинство ходят в церкви только по праздникам. А уж исповедь и причастие это уже запредельное для городских граждан.

Слова простые,понятные.Кто еще расскажет о наших бабушках и дедушках,переживших весь кошмар ПЕРЕВОРОТА 17-го года?Лет через двать будут обо всей кошмарной жизни в те годы думать как о каких-то "баснях",а я сам лично помню,мальчишкой слышал,как дед,отсидевший до войны 10--ть лет,и неосвобожденный всвязи сначалом войны еще,до окончания оной,потом выслушивал в спину:"враг народа",что думала бабушка с 6-ти летним ребенком отправленная в "нарым"на 6-ть лет,и отец,у которого его отец (мой дед)сидел в лагерях,которого он не представлял в лицо,а сам,имея "бронь"пошел добровольцем на фронт.Нужно помнить о людях.Говорить с людьми.Нести истину. Благодарен таким людям. АБРАМОВИЧЕМ он не станет,в этом я уверен.Это я о скептиках.

КрасаФчеГГ...

Город-Герой!
Петухово-педофилово! что так что так не очень!
Жизнь Родине-Честь никому!

Борода вернулся, только вспоминал, где пропал)))) Как гриться вспомни хорошего человека)))
Сажуся читать!

Поступок!
Шериф на защите вашего автомобиля! http://baza.drom.ru/9754498.html

Читаю отзывы этого путешественника давненько, и что то с годами автора все более смещает в сторону церкви, храмов, т.д. Имхо от столь навязчивого православного акцента художественность страдает, хотя это личное, и сам я верующий в бога - но бога без церквей и фамилий, но я не против православия и к автору отношусь с большим уважением.

Автор, безусловно, отчаянный чувак, фанатик в хорошем смысле этого слова, читните только его мытарства по монголии... Я сам, зараженный автопутешествиями, черпаю энтузиазм у него большой такою ложкой. в 2008 году я выехал впервые из родного Красноярска на юга, и теперь я уезжаю на все лето, куда занесет, без четкого маршрута , хоть и в гораздо более комфортных условиях, и дензнаками не стеснен. И вот уже второй год я даже не расчехляю фотоаппарат, не чувтвую еще сил моральных писать отзывы, коплю впечатления, и просто отдыхаю. Но думаю, что в скором времени и я решусь чего нибудь черкануть, чтобы выразить СВОЙ взгляд...
Автору удачи и респект!
И личная просьба - побольше не только связанных с какой либо религией фоток, а просто - жизнь обычных людей в потаенных уголках России...
Мой отзыв: Toyota Avensis 2012

И еще - добавлю личное впечатление - автор часто сетует:
дали денег - вот какие хорошие люди, настоящие, добрые, и т.д. и т.п.
- У меня складывается впечатление, что если кто то денех не дал - так обязательно подлец или нехороший человек...как бы намекается, и идет противопоставление.
Сам я - сугубо городское дите, росший в бедноте и тесноте, выбившийся из подьездных пьяных посиделок и драк, к собственному бизнесу, причем сделал дело сам, ни у кого не воруя и никого не обманывая, я , житель унылого современного мегаполиса, раздаю халяву страждущим с большой неохотой, хотя и совсем не жадный по натуре - уж больно много всяческих пройдох с невинным выражением лица бытаются обуть "ближнего свово". И что - я не могу претендовать на звание настоящего человека? Город конечно плодит сволочей, он сволочен по своей натуре, толкотня и мракобесие, но такие кремни попадаются в городе - богатыри в широком смысле. И наоборот, в глуши, можно напоротся на подлость и зависть, особенно, если ты не дай бог на красивой новой машине - непременно подлец и вор - слышал и такое о себе, причем у себя в сибири, когда уважительно попросил купить охапку дров у пожилого "человека"...

Естественно - это не выпад в сторону автора. Но я к примеру не могу просить у людей - вот не могу и все тут, стыдно как то - хоть и часто от этого страдал сам. Но зато это стимул добиваться независимости. И вот теперь, когда я материально обеспечен более чем, я понимаю, что все это мне не нужно, и теперь, когда я понял это - я стал по настоящему независим. Бизнес еще идет, и идут какие то доходы, но я ими не пользуюсь практически, осознавая, что для счастья нужно то всего пара штанов. (а лето я практически провожу в одних шортах и всегда босой))). Из сьестного я потре***ю тоже очень мало. Одни огурцы все лето)) Извиняюсь , что заносит не по теме,,

Извиняйте люди добрые,рассказ не айс=(
Мой отзыв: Лада 2108 1989

мой дед после войны вернулся без левой руки, но научился одной рукой косить, дом сам срубил затаскивая веревкой бревна "в одного" я видел его грамоту от партии Ленина-Сталина "лучшему охотнику промысловику", вырастил троих детей, ездил на двух колесном мотоцикле переставив рычаг сцепления на правую сторону, и всю жизнь работал, и я ему помогал, он для меня настоящий человек, а не те кто с руками и ногами побирается, прости меня Господи.
Додж-какраван - семейный бегемотик, ниссан - эксперт - трудяга.

Полста четыре
Ну, это по-лучше предыдущих рассказов автора.
От прежних просто коробило. А этот более-менее понравился, хотя в большинстве все равно не согласен с автором.

Уффф, дочитал... Ерунда редкостная, Вы уж извиняйте за честное мнение. Может лучше описывать само путешествие, а не рассуждать о серьезных вещах поверхностно ?
Про Сахалин было лучше написано, там было больше описания самого путешествия. А тут ....

Владимир Сибиряк:
Вот Вы более искренней и понятней, а автор всегда лукавит, ждет помощи, а вот я не в одном опусе его не прочел, где он кому-то помог.
Я его не осуждаю, просто это мое мнение,которое сложилось на основе его очерков.
Запомни сам, скажи другому, что честный труд - дорога к дому!

Ну да, товарищи, можно к автору относиться и так, и сяк, и восхитится, или наоборот, оскорбиться, или даже с презрением, тоже возможно.
Но признайте, автор выдает эксклюзив, с завидным таким постоянством, и такую иной раз выдаст точку зрения или версию, что я начинаю гадать - а не космонавт ли он. Это вам не очередной скучнейший отзыв типа "как я сездил летом из Казани в анапу, с обязательными фотографиями "родины мать зовет" Волгоградской, или как его правильно величать. Этот отмороженный чел на своем бедном скутере выделывает такие кренделя, и в такие забирается дебри, и такие фото иной раз выдает... После первого его рассказа, я счел автора сумасшедшим с манией величия, после второго зауважал, после третьего ждал продолжений с интересом... Очень неординарная личность выдает эксклюзив, который нигде больше не встретите, ейбогу...

Прочитал с удовольствием. Спасибо автору за рассказ. Особенно интересно про деревни. Вот там действительно жизнь, здоровая пища, чистый воздух. Дом, земля... Жалко что деревень становится все меньше и меньше. Про бабушку из Нарыма (там мои корни) особенно зацепило, побольше бы больше таких людей как эта старушка.
Пока читал, сделал много выводов. То, что поменялись значения "хорошо" и "плохо" это действительно так, печальная правда.
Напоследок хочу отметить то, что автор осмелился поехать на КИТАЙСКОМ мокике дальше чем на 100 км от дома :) и приятно было читать грамотную русскую речь, а на дроме этого почти нет :(
В поддержку автора на комментарии типа ..Ржали всем офисом...Вам бы комедии тупые американские смотреть и корячить из себя интеллектуалов обсуждая поведения (героев).Или автор постоянно канючит деньги. У кого? У кого из вас лично он просит?Да вы и не дадите даже если и попросит. Да хватит перед вами бисер метать.Присоединяюсь к тем кто понял и оценил поступок и желание автора в силу своих возможностей показать что есть и другая жизнь. Та жизнь которая начинается за табличкой на трассе с перечеркнутым названием какого ни будь города. Очень понравилось про БТР и двух солдатиков.Вдруг китайцы нападут все не готовы а они готовы..А задайте себе вопрос. А готовы ли мы в случае чего? И вы себе задайте крысы офисные.Китайцы вас не повысят да топ-менеджера.

Владимир Сибиряк:
Видно, что Вы симпатизируете автору. Разделяю Вашу позицию и изложил свою выше.
Выскажу свое мнение по поводу комментариев с противоположной точкой зрения.
Эксклюзив заставляет думать... А думать, это работа. Работать без денег? Да, что вы! Ведь, в основном, аудитория этого сайта - прагматики. Как привезти машину? Сколько стоит съездить туда-то? Насколько это затратно по усилиям и деньгам - вот главные вопросы, волнующие основную массу читателей. Настоящих автопутешественников, которые отправляются в путь, чтобы посмотреть мир, покорить пространства и понять, что же нас окружает, здесь единицы. Для большинства поездка на машине "Из Казани в Анапу" это просто более дешевый способ осуществления одной из сторон повседневной жизни - побывать в отпуске. Поэтому у большинства
serg321:
...данный опус читать нет желания, гораздо приятнее читать простой отчет без наворотов человека честно отработавшего год и выехавшего на отдых/отпуск со всей семьей, без разницы куда (Алтай, ЮБК или наш берег)...
И кроме раздражения, от того, что находятся люди, которые куда-то едут, тратятся неизвестно зачем, да еще - вот, наглецы-то! - просят на это денег, авторы, типа Сотникова, здесь у большинства не вызывают. А уж литературная сторона "отчетов" и вообще мало кого волнует.

Уссурийск--->Минск
Очень напоминает по стилю Роберта Пирсига, его "Дзен и искусство ухода за мотоциклом". Так же описания дороги с перемежающимися мыслями о том о сем. Но вот все эти религиозные замашки, я не знаю... зачем все сваливать на бога? Ну когда мы уже научимся САМИ отвечать за свое будущее своими сегодняшними делами? Автор утверждает что человек слаб и немощен, но не понимает того, что это ложь. Пока человек будет так думать, он и будет таким. Человек может все, даже без того христианского бога, которого нам навязывают. Я понимаю что это очень удобно, господи(н) помоги, господи(н) помилуй, господи(н) вразуми и т.д. А самому все как то недосуг. Я думаю что пора прекращать философствовать в поисках "великой сермяжной правды" в духе Лоханкина, а начинать ДУМАТЬ и действовать. Даже в библии, которую автор конечно же знает вдоль и поперек, сказано, что вера без дел мертва.
А за само странствие (вот именно так) искреннее уважение. Мужик!

[quote=Reiser]Видно, что Вы симпатизируете автору. Разделяю Вашу позицию и изложил свою выше.
Выскажу свое мнение по поводу комментариев с противоположной точкой зрения.
Когда-то на этом сайте, в начале 200.. , люди были...
"использую модное ныне слово", толерантнее.
Затем появились форумы и каждый нашёл свою нишу.
А в разделе автопутешествий появляются все, многие
комментируют, а уж после читают. Удивляюсь, что Жиробас
ещё не откомментировал до сих пор.
AIR-S 3л. 4WD.

Сергей к522рв02:
Да уж, здесь, на Дроме, не биржа копирайтеров и редко удается прочитать написанное даже просто с элементарными понятиями о грамотности, не говоря уже о содержании. Так что уж лучше Сотникова читать, чем процентов 70 остального.
Отчёт о поездке 2003 г. travel.drom.ru/28007

Среди тысяч отчетов (с миллионом ашибак) как чел с выпученными глазами "просвистел" по стране к морю - этот, конечно, выделяется.
Молодец, автор! Не слушай здешних "буратин", они - пехота, живи своей жизнью.
Буду рад, если у тебя получится поездка в Грузию. После того, как Евгений Гришковец описал свои поездки в Грузию - появилось жгучее желание там побывать и обязательно пообщаться с людьми,там живущими.
Удачи тебе во всех начинаниях!
(твой фильм обязательно куплю)
Мой отзыв: Mitsubishi L300 1988

Поверхностные в основном рассуждения не раздражали бы так,если автор так настойчиво не выдавал бы их за истину в последней инстанции.Не ясно причем здесь спонсоры-чтобы за это деньги получать нужно профессиональнее как-то что-ли...Хотя на сколько написано -столько судя по всему и дают)) Просто мое мнение,автор безусловно вполне имеет право жить как хочет и как у него получается)).

Рассказ и "мысли странного человека"очень мне по душе! Проблема в том, что далеко не многие могут понять переживания автора и то, что он хочет донести до людей. Эта проблема нашей современности. Склад ума и мыслей уже совсем другие, как и ценности. Кто-то смеётся, кто-то сочувствует, кто-то находит полезное для себя. Я думаю, этим автор и подпитывает себя...ведь значит его читают, значит кто-то его услышит...
Андрей, удачи Вам и в Ваших поисках!
Лада ГРАНТА 2012 Автомат Люкс RU

San Francisco Bay Area, CA
Автор, молодец!!!

Здорово, что нашел силы и возможность оторваться от насиженного места и совершить такое паломничество. Молодцы все те, кто поддерживал/поддеоживает его морально или как еще.
Отдельное спасибо за яркие рассказы и язык изложения!
Об этом обязательно нужно рассказывать, чтобы у людей душа и разум включались.
Ибо мир, в котором живет большинство сильно затягивает и не дает взглянуть на жизнь с другой стороны. Например, скажу по себе - жил раньше в суматошной и бешенной Москве, тратил в дороге на работу и обратно по 5-6 часов ежедневно, плюс еще 8 часов суматохи в офисе. И все бы ничего - человек ко всему привыкает. И кажется, что так и должно быть. Но стоит выехать из Белокаменной подальше, особенно в другую страну, как сразу начинаешь видеть и понимать то, чего раньше не замечал.
Все вокруг зависит от всех людей. Россия - это не Путин и не Медведев - это мы с Вами. В России страдает общая культура поведения - и на дороге и в общественных местах. Как заметил Автор, люди в глубинке чище душой. Но это не потому, что там отсутствуют элементарные удобства, воду/помои носят в ведрах и бездорожье. Нежелание сделать для себя родного что-то - провести в дом водопровод и простой слив, засыпать щебенкой грязь поколено во дворе и перед домом - это от простой лени и убогости, а не от дущевной чистоты.

Бывая в разных городах и странах заметил, что как театр начинается с вешалки, так и культура начинается с простого туалета. Банально звучит, но по "сортиру" можно сразу понять, куда приехал....

Что касается паломничества, то это сам человек для себя выбирает - что ему делать и как.
Мудрые монахи говорят так - "когда человек усердно работает, то кто-то за него молится, а если он молится, то кто-то за него работает". Ничего не бывает просто так. И у каждого своя дорога.

С точки зреня традиционного отзыва о путешествии - намного познавательнее, информативнее и грамотнее, чем простой пересказ куда ехал, где ночевал и чем обедал...
Молодец, что везде общается с людьми. Это полезно, т.к. СМИ, политика и эдиология сильно искажают представление о странах и людях.

Например, побывав первый раз в Америке был удивлен несоответствием (в лучшую сторону) моих ожиданий и реальной действительностью в этой стране, несморя на то, что был часто в Европе и много чего смотрел и читал. Общаясь с местными американцами выяснил, что их представления о России и о русских так-же не сходится, как и у наших об Америке (в худшую сторону). Это еще одна причина, по которой очень полезно "отрываться" от насиженного места и путешествовать. Конечно, далеко не у всех есть такая возможность. Поэтому лучше не осуждать паломников, а помогать им, хотя бы словом. Тем более таким, которые могут чем-то поделиться с нами всеми, крепко засевшими перед своими мониторами :-)
Машина любит ласку, чистоту и смазку!

Не осилил..может позже,но автору спасибо за проделанную работу!...

Novosibirsk
Как уже кто-то отписал выше - чувства смешанные.
Путешествие смелое и классное.
Места интересные.
Но автор - лоботряс великовозрастный, почему то очень этим гордящийся.
Лектор поучитель считающий себя носителем истины в последней инстанции.
То что религиозный человек - хорошо.
То что оправдывает христианством свое безделье - плохо.
"Пишет грамотно" - не заметил!!! в каждом абзаце запинается в падежах и временах, витеевато излагает простые вещи, прямо как реформатор Гайдар вещал о приватизации с экранов зомбоящиков. Литературно текст не цельный.

Ну и ещё одна ложка дёгтя - автор слишком много говорит о политике в которой не смыслит ничего, как и положено бездельнику. Это из разряда "каждый таксист мнит себя великим политологом".

Ну и реклама портит впечатление.

Однако, закрывая глаза на эти не значительные для формата отчёта о путешествии"косяки" за само по себе путешествие конечно плюс, и за смелость его воплощения тоже. Вот только в отчёте нужно писать о путешествии а не о своих политических, и религиозных предпочтениях.

Автору желаю здравствовать, ну и маленько начать мыслить и действовать с большей ответственностью за себя и близких.

По сути, тот же Конюхов, только с религиозным уклоном:-) кстати,рекламы спонсоров минимум:-) но бросается в глаза,может просто я профи в этом деле... Напоминает росс фильмы, художественные,где много долгих кадров какого нить банера банка на стене высотки и алкоголя на столе этикеткой в камеру:-) но а по сути- очень круто!катать на мопэде по глубинам русской действительности,как минимум зачетно,зря иэбегает города,то же действительность:-) ну и спонсоров прибавится в разы больше:-)

Я из лесу вышел, был сильный
А я то думал, что один такой отморозок, что на китайском мопеде по межгороду езжу.
Автор, как поедешь из Сиба в Томск отпишись, компанию составлю.
Чем моложе блогер, тем хуже ему жилось при Сталине (с)

а мне понравилось, прочел все на одном дыхании, написано все читаемо с удовольствием!
я считаю фото с надписью на гаишнике лишней - попробуй не на спине у чучела, а в лицо ЧЕЛОВЕКУ данной профессии ( я сам вообще далеко не мент)...

Написано глубоко.... но как то коробит от постоянных ссылок на сайт и намеков на спонсорство. Афтор ты этим людей от себя отпугиваешь.
это чисто по Русски, все говорят "ведро", а вы все свое: "но ведь полированое, и стенки толстые"
Мой отзыв: Mazda Autozam Revue 1995

Вы писали:
Очень интересует Ваше мнение о Грузии,.я их обажаю за тосты, за гостеприимство..

Правильное слово – я их тоже именно обожаю.

АБРАМОВИЧЕМ он не станет..

Спасибо за помощь и вообще – удивительно, какие разные мнения об одном и том же, какие же все-таки мы разные.

Борода вернулся, только вспоминал, где пропал)))

Спасибо что помните, только за что. По ТВ каждый день вроде не мелькаю.

жизнь обычных людей в потаенных уголках России...

Интересное очень письмо. Просьбу учту, но для меня фото не главное, я еду за личными впечатлениями, которые потом претворяю в слово. Плохо или хорошо – это пусть другие судят. Наверно не очень, но лучше пока не могу.

Но я к примеру не могу просить у людей

Я, например, тоже не могу просить-унижаться, скажем, у политиков, какие бы большие деньги они не давали на путешествие. Потому я не столько прошу у читателей, сколько намекаю, а еще точнее напоминаю. Что если вы читаете статью автора, значит видите в ней какую-то ценность и если хотите чтоб была написана следующая, нужно помочь копейкой. Автор все равно вкладывает большую часть своих средств, не говоря о силах, и едет не только для отдыха (снять фильм, написать очерк, создать продолжение книги встреч с простыми людьми… - все эти задачи есть на сайте). Просто автор не может выдюжить один экспедиции такого уровня. На сколько знаю, в России на скутере больше ни кто по крупному не путешествует. Очень быстро сходят с маршрута. Точнее путешествуют именно для себя, как дедушка из Прокопьевска с которым недавно познакомился, он со своей бабушкой проехали на своих скутерах из Кузбасса в Уссурийск. Он тоже пока ездит только для себя, он много видит интересного, но делиться этим пока еще не может – хотя и фильм снимает и что-то фиксирует пишет.

То есть автор не столько просит, сколько напоминает, точнее тут понятие о жертвенности. Тот читатель, который пишет в комментариях, что он имеет бизнес, он обеспечен и все такое, но милостыню не подает ни кому… Его ни кто не осуждает и ничего у него не просит.
Это к понятию о жертвенности. В тех странах, где с жертвенностью не все в порядке, там нет странников, странник - это как лакмусовая бумажка. В России с этим тоже не все в порядке, все таки такое сатанинское испытание мы все прошли, более 70 лет страна была во грехе, испытание от которого страна будет отходить еще 200-300 лет как минимум.
Понятие жертвенности прекрасно понимают монахи и священники, как и вообще религиозные люди любых конфессий, они знают, что нужно практиковаться в жертвенности, потому раньше в народе так любили странников, на которых они практиковались, которые умягчали сердца.

Тот обеспеченный он просто еще не пришел к тому пониманию, что живет в такой «несправедливой» стране, где только очень бедные и только очень богатые и нормальный богатый должен понимать, что он не зарабатывает тех денег (в 10 раз в 100 или 1000 раз более простого учителя), которые к нему приходят и он должен уметь жертвовать, чтоб в несправедливой стране наступила справедливость.
И автор не осуждает тех кто не дал, совсем нет. Автор сам не дает нищим у храма, когда видит, что этот пропьет, а если увидит что действительно нужно, сходит с ним в магазин купить ему хлеб. У автора был период материальных жертв, когда он издавал за свой счет убыточные религиозные книги, теперь я жертвую тем что пишу, путешествую, снимаю… Это главная жертва.
Религиозные знают, что надо жертвовать, это часть религиозной практики. Но жертвовать тоже нужно с умом.

Уффф, дочитал... Ерунда редкостная,

Если ерунда, зачем тогда читать, тем более до конца?

… После первого его рассказа, я счел автора сумасшедшим с манией величия, после второго зауважал, после третьего ждал продолжений с интересом

Какие интересные стали писаться комментарии. Только ради их стоит отправляться в экспедиции, рисковать жизнью и писать по полгода очерки.

действительно так, печальная правда.

Да, то что нам дают читать и смотреть сегодня – ни мозги, ни сердце, а главное душу совсем не напрягает.

После того, как Евгений Гришковец
описал свои поездки в Грузию - появилось жгучее желание там побывать

Огромное спасибо за информацию, попробую найти его мнение о Грузии, очень уважаю этого мудрого человека, имеющего на все свой взгляд.

10.

Василий Розанов, у которого я когда-то учился, говорил: Я пишу свою книгу не для 10 тысяч, которые ее купят в магазине, а для тех 2-3 кого она заставит задуматься, в ком она действительно что-то изменит. Только для 2-3. И судя по комментариям это действительно происходит. О большем и не надо мечтать.

11.
(твой фильм обязательно куплю)

Заказ на фильм лучше делать до 15 июля, потом уеду в экспедицию и рассылка фильма задержится до возвращения.

... А пока у нас в самом центре города стоит памятник Ленину, и стоит он на площади Ленина, через которую проходит проспект Ленина, а располагается все это в Ленинском районе. Когда видишь это, понимаешь, почему ничего не меняется — ни медицина, ни велосипеды, ни таблички...
А вот, оказывается, в чём дело! Вот и новый министр культуры первым своим культурным делом решил тело Ильича из мавзолея депортировать. Правда, мавзолей приказал пока не разрушать. Половинчатое какое-то решение! Одно несомненно, как только свершится сие, так всё в нашей стране поправится: и медицина, и велосипеды, и... таблички.
Рассказ, прочитанный наполовину, откровенно не понравился. Для сайта, публикующего отчёты об автопутешествиях, слишком много скучноватых длиннот! До уровня философско-религиозного эссе - тоже не дотягивает: несовершенен стиль изложения, да и мыслей оригинальных - не густо ( ловишь себя на мысли, что всё это уже неоднократно слышал).
Однако, несмотря на высказанную субъективную позицию, появление таких рассказов на сайте - явление небесполезное, хотя бы потому, что вызвало кардинально противоположные мнения. В противовес восторженным откликам по поводу ряда совсем уж бездарных опусов.
Автор, несомненно, человек весьма самобытный. Будем надеяться, что из путешествия по Грузии (осуществлённого за счёт собственных ресурсов) он привезёт ещё более интересные наблюдения.
Мой отзыв: Toyota RAV4 2008

KEYN:
Так он на это и давит, стиль попрошайки упорно не желающего работать!

Башкирия
Кто тебя голого в поле фотографировал то?))))))

вся соль тут)))

Лен.область.
Не осилил всё прочитать...

путешествия по факту нет, рестекшись мыслей по древу обо всем по маленьку, религия, политика, экономика...читать тяжело пропускал абзацами...попробую более раннии вирши афтара...

Миссия у человека такая.

Первые рассказы были интересны,этот уже галиматья.

Дальний Восток
<С Шевчуком в «прошлой жизни» я делал 2 или 3 интервью>
За 3 года раз его там видел, вместе с пьяными " полковниками" Якубовичем и Розенбаумом.

Читать интересно.
Я сам с Томской области. С севера.
Прокатился бы автор по родным местам - Каргасок, Тымск, Александровское, Стрежевой.
Лишили прав?
И правильно сделали! Одним идиотом на дороге станет меньше.

иркутск
нам школы нужны а не церкви, а то путины сталины да николаи 2 ещё миллионы лет будут в кремле сидеть

Мск
nihil:
статья ориентирована на широкие слои бабуинов, не обремененных способностью самостоятельно мыслить... разные слова и сочетания, из которых собран текст (путешествие, сибирь, деревня, спился, рак, служить людям и т.д.) заставляют эти широкие слои чувствовать глубокое эмоциональное удовлетворение от чужой и своей святости и божественного в связи с этим расположения, и после этого делать подобные высеры
лучше и не скажешь. в точку.
слежу со жгучим интересом за многолетним давним боем во мне воюют ангел с бесом а я сочувствую обоим

Автор, загляни в свою "личку". Обрадую текстом Гришковца :)))

nsk
Букав много....

Автор спасибо большое, очень полезное дело делаете и очень душевно пишете! Удачи и не болеть!

Мытищи
Все правильно написано. Наводит на размышления...
1930 год,выслали из Московской обл., Бабушка Акулина Васильевна, дедушка пропал без вести, 7 человек-детей, выбросили на берегу реки Томь, жизнь в землянке, стихотворение Маяковского: Я знаю город будет...(г. Новокузнецк) Потом война. Все выжили...

Поразмыслите-ка люди,
Да вихрастые макушки
Никлых, стонущих берез...
Н.Н.Клюев

Этого поэта (учителя Есенина) расстреляли где-то в г.Томске в 30-х годах.
Прошло время...

Челяба-Ёбург-Пермь2
Пролетают в НАШЕЙ повседневной жизни дни, порой заходя на мой любимый ДРОМ я вижу фото с вашей небритой физиономией. Если по чесноку- читал проктически всю вашу лирику и коменты к ним. Задавая вопрос-На какие гривни живёт твоя семья?, в отсутствие страдальца, кем ты себя позицианируешь, Ответь им просто" А ЗАЧЕМ ТЫ ПРОЯВИЛ ТАКОЙ ИНТЕРЕС"? Меня именно, с каждой твоей почеркушкой, интересует всё больше то, что ты хочешь донести народу( Обывальцем этого сайт- ресурса)? Читая некоторые твои строки я столбинею от твоих рассуждений! Про отдых в Греции! и людей РУССКИХ с которыми ты общаешься про насущное в ущерб своей миссии. ТАК ты её сам выбрал!!! Рассуждая про нашу жизнь нам Русским( я сам родился в СССР 80 год, год Московсой олимпиады. Мой старший брат с моим отцом всё это лицезрели в аочию, а я со слов, но это не уподо***ет моей гордости к Совецкому Союзу т.к. мои родители говорили то, как они на самом деле жили! Без нытья и зларадства к более обеспеченой прослойке общества, в отличае от тебя балбеса-нытика. Постарайся привить своим детям, как это делают многие, в том чесле я только самое доброе и бодрое,.. что ты увидел в своих необьятных по моим меркам путешествиях. P.S. НЕ ОТАВЛЯЙ СВОИХ ОТПРЫСКОВ НА ДОЛГОЕ ВРЕМЯ- ОНИ МОГУТ НЕ ТОЛЬКО СОСКУЧИТЬСЯ, НО И В БУДУЩЕМ ПРОЯВИТЬ БЛАГОДАРНОСТЬ ТЕБЕ ЗА ЭТО!
Мой отзыв: Mercedes-Benz B-Class 2008

Абакан - Москва
Обо всем на свете написал и о государстве, и экономике, и политике... вперемешку с какими-то научными фактами из жёлтых журналов. Есть отличная фотография в этом рассказе на тему что будет, если жить как живёте вы - фотография где палатка на фоне забора и неплохих частных домов или дач. Только если жить так как вы говорите, эта палатка у забора превратится в государство.

Ой как люди тут нам тунеядцам завидуют! Приятно.......
------------------------------ ------------------------------ ------------------------------ ------------------------------ ----
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero iO 1998

сергей80:
Чё та с русским пробел у тебя.

Добрый день, Андрей!
недавно вспоминал вас, давно не видно была ваших рассказов. Оч. рад что живы, здоровы!!!
Читаю все ваши очерки, они действительно необычные отличительный, заставляют задуматься. Очень близок мне формат ваших путешествий.
Поэтому хотел бы попросить в очерках более подробно описывать техническую, физическую составляющую:
какие бывают проблемы с техникой,
физические ощущения,
особенности ночлегов,
необходимое при подготовке к путешествию,
особенности передвижения на дальние расстояния на скутере.

А вот с пересадкой на минибусик, мне кажется, не торопитесь, ведь от этого поменяется смысл странствия. Хотя вам видней.

П.С. Не нашел список 100 фильмов

Мысли путанные, суждения поверхностные, местами переходящие в предвзятые. Оценка людей и событий - субъективная. Этот хороший, потому что подарил и пригласил. А эти ничего не дали, значит плохие.
Все какую-то загадочную русскую душу вокруг церквей ищет. А она рядом, здесь, вот она, выставила пакет с мусором на площадку в 30-градусную жару, оставила бутылки из-под пива и пакеты на берегу Енисея, бухала и орала матом на детской площадке до 2 часов ночи... Это всё она и есть. Ну да, она, душа эта русская, иногда и в церковь приезжает, как же. Да только паркуется НА ГАЗОНЕ.

Борода как автор совсем не растет.

Странник божий?
Странный бомжик.
A-380 :-)

Днепропетровск
Автор, спасибо за Ваши труды, которые заставляют обывателей задуматься о Вечном и временном -скоропреходящем в суете (насущной). С оценкой нынешнего бедственного положения, как имеющего духовные причины (бездуховность) полностью согласен.
Вспомнились "Откровенные рассказы странника"- однорукого вдовца, паломника и трудника на просторах от Иркутска до Киева середины 19 века. Поэтому намёки о спонсорстве или пожертвовании несколько смущают – неясно, кто перед нами, спонсируемый проф.путешественник либо странник Христа ради «трудящийся достоин пропитания» (Еванг.Матф.10:10).
- Желаю доброго здоровья и терпения Вам и Вашей семье, и чтобы не только критика, но и грубые комментарии (грязь) ставали удобрением для Вашего творчества, как говорят, если за добрым делом не последует искушение, значит то было не доброе дело).

novosibir:
novosibir, Ваше представление о классическом христианстве навеяно журналом Крокодил?
Для разнообразия откройте Новый Завет: Деян. 18:3; 1Кор. 4:12; 1Фес. 2:9; 2Фес. 3:8.

Mongol_arshan:
Примерно то же самое говорили "благодетели" Русского народа 100 лет назад...

Кузбасс.
Все прочитал! Отдельное спасибо за упоминание с. Чикман, Чулымского района! Я в нём родился! Удачи!

[quote]То есть пришли к тому самому золотому тельцу, к язычеству, от которого столько веков бежали. [quote=Покос 08][/quote]
Язычники рубили правую руку за то, что даешь деньги в рост, а левую за то, что берёшь... Никогда у нас не поклонялись золотому тельцу. Много одно время безруких шлялось по России, только давно это было.... И не бежали от язычества, а искореняли его христиане жестоко... Так не знать свою историю....
Когда Бог создавал время, Он создал его достаточно.

Рассказ бабульки впечатлил больше всего. Хотя бы за это только 5.
я не Dimentiy111

Сообщений: 1967
Прочитал. Много умных, добрых мыслей, много правильного, но присутствуют довольно спорные моменты. Но это не для инет дискуссий. В общем правильно, т.к. такие опусы и создаются для того чтоб люди задумались.
"Бросил мусор в лесу — 5 лет не будет хорошего секса!"

Автору - большое спасибо за душевный рассказ! Удачи Вам!

[quote=сергей80]. Если по чесноку- читал проктически всю вашу лирику и коменты к ним. Задавая вопрос-На какие гривни живёт твоя семья?

а тебе какая разница,И ЧТО ЗА ЧЕСНОК и поктически -это от слова проктолог?
а коменты?

автор явно мир видит по своему....
Земельный участок не дорого :вода,свет,туалет в бане,нефтяная скважина 5500куб/м.час.

сергей197013:
автор явно мир видит по своему....
Каждый видит мир по своему, у каждого мир свой

Электрик66:
Написал и сам задумался... А ведь говорящая фамилия Безруков....
Когда Бог создавал время, Он создал его достаточно.

ОТВЕТЫ АВТОРА 1. Мудрые монахи говорят так - "когда человек усердно работает, то кто-то за него молится, а если он молится, то кто-то за него работает". У монахов сегодня так не бывает. Сколько ездил по монастырям, везде работают с утра до вечера и прежде всего физически, помимо молитв. Бывал в монастырях, где монахи спали всего по 4 часа – все остальное время труд. Да, есть монахи, которых освобождают он всех остальных работ для молитв, но таковых очень и очень мало. 2. нам школы нужны а не церкви, Нам все нужно. Если школа будет без церкви к чему мы придем? Опять к перестройке. 3. Этого поэта (учителя Есенина) расстреляли где-то в г.Томске в 30-х годах. Прошло время... И вот однажды весной, даже сама река Томь возмутилась! Размыло берег,где была братская могила... По реке поплыли трупы расстрелянных. Такая печальная правда... Об этом размытии братской могилы святых мумифицированных тел я писал когда-то, но статью вроде бы так ни где и не напечатали, неформатная, тяжелая. Помещу ее в приложении к 2-й части очерка этого «Путешествие в двухколесном кабриолете», которую закончу где-то через полмесяца. 5. Автор, загляни в свою "личку". Обрадую текстом Гришковца :))) Спасибо! Очень уважаю Гришковца, только немного напряг он меня утверждением, что грузинам пока не повезло с президентом. Если он победил коррупцию, вычистил полицию… Надо об этом спросить у простых грузин. 6. П.С. Не нашел список 100 фильмов Свяжусь с программистом, обещал уже выложить. Список обязательно появится хоть и на обновленном сайте. Мне предложили сделать более качественный сайт, думаю вскоре еще до начала экспедиции он обновится обязательно. А пока список помещаю сюда. Присылайте свои дополнения к списку : Советуем посмотреть 100 ШЕДЕВРОВ МИРОВОГО КИНЕМАТОГРАФА по версии сайта http://spasi-hram.ru (Список нуждается в вашем дополнении) В списке вы встретите как фильмы общеизвестные, так и совсем не знакомые. Но всех их объединяет одно, посмотрев любой из них, вы сделаете открытие. Андрей Рублев Афоня Бег Вий В бой идут одни старики Гараж Девчата Женя, Женечка, Катюша Живет такой парень Жил певчий дрозд Долгая счастливая жизнь Иван Васильевич меняет профессию Иди и смотри Идиот (худож. фильм) Ищите женщину Калина красная Когда деревья были большими Короткие встречи Летучая мышь Летят журавли Место встречи изменить нельзя Мой друг Иван Лапшин На войне как на войне Небеса обетованные Не горюй Нежный возраст Отпуск в сентябре Остров Плохой хороший человек Покаяние Проверка на дорогах Раба любви Служебный роман Собака на сене Собачье сердце Солярис Сталкер Старший сын Три тополя на Плющихе Фантазии Фарятьева Холодное лето 53-го Чужие письма 12 Зарубежные: Апокалипсис сегодня Баловень судьбы Великий диктатор Двойная жизнь Вероники Дорога Малыш Дневник сельского священника Жизнь как чудо Клубничка в супермаркете Король-рыбак Леон Маленький большой человек Мальчик в полосатой пижаме Мертвец Мужчина и женщина Огни большого города Прекрасная зеленая Пролетая над гнездом кукушки Семь самураев Сны Собака Баскервилей Таинственный поезд Таксист Три цвета: белый. Детские: Буратино Василий Буслаев Дартаньян и три мушкетера Как Иванушка Дурачек за чудом ходил Морозко Не бойся я с тобой Обыкновенное чудо Приключения Электроника Старая старая сказка Тот самый Мюнхгаузен Три орешка для Золушки Чародеи 7. если за добрым делом не последует искушение, значит то было не доброе дело Да, интересно, есть о чем задуматься. Действительно, темные силы никогда не дремлют. Самое сильное искушение подстерегает человека после посещения святых мест. Помню свои прошлые возвращения из Оптиной или Валаама.. Ведь и описанный выше паломнический маршрут тоже был почти поездкой по святым местам и после возвращения меня тоже подстерегали серьезные испытания – очень серьезные проблемы со здоровьем у близких, которые, кстати, и заставили вернуться раньше времени, да и скутер на второй день после возвращения из экспедиции был угнан совершенно мистическим образом и до сих пор не найден. Ноглавное не это, а то что один из томских байкеров по имени Дмитрий, узнав о том, что «угнан скутер, который предназначался для столь благих дел» (это его слова), отдал свой китайский скутер, который все равно стоял без дела. 8. Спасибо огромное за пожертвования на совершение экспедиции!!! Стали поступать средства и начала появляться уверенность, что маршрут действительно может быть пройден. От суммы пожертвований будет зависеть и протяженность маршрута экспедиции. Выезжаю 15 июля, новости будут выкладывать на сайте Спаси храм почти ежедневно. Огромный Вам поклон. Поклон тем кто хвалит и ругает меня!!!

Электрик66:
Написал и сам задумался... А ведь говорящая фамилия Безруков....
Русские фамилии в основной массе (низших сосовий) появились недавно - после отмены крепостного права в 1861г., когда язычники уже не устраивали самосуд...
В случае с фамилией Безруков - очевидно происходит от прозвища увечного или неловкого человека. Например, фамилия Дольник может значить, что предок был ростовщиком,
а значит нерусским, ведь нехристианское это дело!

Электрик66:
Позвольте усомниться: пантеоне древних славян покровителем богатства (успешного предпринимательства) был Велес – аналог др.греческого Гермеса, др.римского Меркурия и др.еврейского Золотого Тельца. В переносном смысле золотому тельцу поклонялись всегда и везде, кто именно поклоняется – того обличит совесть."не судите - и не будете судимы".
Жестоко искоренять язычество и не только (напр. Протопоп Аввакум был гоним от церковных “ревнителей не по разуму” и едва не убит в ссылке обличёнными в блуде поселянами-фактическими язычниками) - могут лишь христиане вроде Торквемады и Макиавелли либо оставшиеся в Ветхом Завете... "Всякое дерево познаётся по плоду" справедливо, как и то, что "в семье не без урода".
Изучая свою историю, стоит обращать внимание: а сами авторы историй -действительно "свои" или всё-таки "наши" (напр. В. Ист.Архов) и их отношение к масонству (напр. Н. Карамзин).

Днепропетровск
Автор, спасибо за ответы и открытость критике!
Насчёт современных монастырей – правда, везде работают в поте лица да ещё и кормят паломников, а не тунеядствуют, как принято думать в миру.
-Удачи в будущей экспедиции, хотя мне трудно себе представить духовника, который бы благословил кормильца-главу семьи на одинокий подвиг странничества, да ещё на т.н. "хрустике"…бережёног о Бог бережёт!
Уважаю аскетизм, но не лучше ли - всей семьёй на басике?

pandaboyvladimr:
Как уже кто-то отписал выше - чувства смешанные.
Путешествие смелое и классное.
Места интересные.
Но автор - лоботряс великовозрастный, почему то очень этим гордящийся.
Лектор поучитель считающий себя носителем истины в последней инстанции.
То что религиозный человек - хорошо.
То что оправдывает христианством свое безделье - плохо.
Ну и реклама портит впечатление.
Возьмите меня в соавторы вашего поста, подписываюсь под каждой буквой.

Добавляю к списку 100 фильмов:

Семьдесят два градуса ниже нуля
Облако-рай
Изгой
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
День сурка
Сибирский цирюльник
Вертикаль
В диких условиях

Также предлагаю сделать подобный список 100 музыкальных композиций

Мск
*******И вот однажды весной, даже сама река Томь возмутилась! Размыло берег,где была братская могила... По реке поплыли трупы расстрелянных. Такая печальная правда...

Об этом размытии братской могилы святых мумифицированных тел я писал когда-то, но статью вроде бы так ни где и не напечатали, неформатная, тяжелая.*******

еще бы ее напечатали, если ничего подобного на Томи никогда не происходило. Я думаю и статьи то никакой у вас не было, просто потрепаться любите, причем треп ваш из разряда слышал звон, да не знает где он..

Сообщений: 12025
vpdo:
По сути, тот же Конюхов, только с религиозным уклоном:-)
Между прочим Конюхов таки и весьма религиозный чкловек-Христианин, и сын его священник!)
Прадик 120 араб 4л ниедит, буду прошиваться...

Сообщений: 12025
karabasbarabas5:
******* И вот однажды весной, даже сама река Томь возмутилась! Размыло берег,где была братская могила... По реке поплыли трупы расстрелянных. Такая печальная правда...
на Оби это было, Колпашевский яр, 1979 год, запомни писатель.....
Это было на самом деле в нескольких местах...
Прадик 120 араб 4л ниедит, буду прошиваться...

(м)чудак какой - то.

Во многом рассказ понравился, интересно написано, особенно про деревню и рассказ бабушки, но половину рассказа я бы выбросила(типа как его бедного били, такое чувство, что автор от этого удовольствие получает) и вставила лучше побольше фото, а про деньги я бы вообще молчала, вы же вроде не убогий? К тому же вы вроде верующий человек, скромнее надо быть.

Alexander_Ch:
Физически зла не причинит, на в спину плюнет легко.
ага, святоша-мракобес, легко рассуждающий на любые темы
Suzuki Escudo TA01W - был
MarkII TourerV JZX100 - был

Улыбнитесь, завтра будет хуже! (с) Беся

прочел все. подумал и решил написать. НЕ ПОНРАВИЛОСЬ. а теперь объяснение. прочел по моему все сочинения автора и узрел изменения которые мне в корне не нравятся. если в прошлых статьях была восторженность низкой скоростью и полное отречение от авто , то в этой проводы медленного скутера приветствие сильного и открытый текст про микроавтобус. то есть прямая дорога от мученика к комфорту. противоречие своим словам. стало сквозить рекламой и переводом своих мыслей в монеты так сказать (монетизация) мыслей если люди дают фотик и потом ты выкладываешь три фотки с их логотипами это не пожертвование а рекламное вложение пусть не средств а товара. так же намеки на пожертвования и продажа фильмов, по моему есть прямое извлечение выгоды. я считаю так взвалил на себя эту тяжкую ношу мученика и проповедника так крепись иди голый побитый но проповедуй зная что чист тут не понятно на какие деньги добро несешь. а лучше не углу***йся в религию твори просто записки путешественника без серьезного залета в религию, этим думаю многих наставишь туда куда надо чем такими тяжелыми статьями. эх жаль нельзя комент свои просмотреть а то писал мысли прыгали уже не помню что то может дважды упомянул а про что то забыл.
ищите радости даже в мелочах

Очень много рассуждений, на тему .... и без темы.

Выехал в экспедицию на Грузию. Новости можно прочитать на сайте http://spasi-hram.ru Сейчас нахожусь под Пермью

Ленинград
А фильмы хорошие перечислили...
Toyota Grand Hiace 3,4

Вернулся из экспедиции в Грузию, новости еженедельно буду выкладывать на своем сайте "Спаси храм".

Здравствуйте.Высказываю свое мнение как православный человек,с позиции православной выры,пишу о том,что в статье противоречит православию,какие моменты я увидел и они меня смутили(правда я мог не все такие моменты увидеть,так что пишу о том что я увидел): Пишу насчет того, экстрасенсов,магов,целителей,индиго и прочих паранормальных людей. эзотерика и экстрасенсорика являются прикрытым сатанизмом и ,магией,и бесовщиной. Это доказывают некоторые случаи,и признания бывших экстрасенсов,биоэнэргетиков,и белых магов.. И православная церковь не просто так отрицательно относится к их деятельности, т.к их деятельность противоречит христианскому учению. Посмотрим даже Библию: Во Второзаконии (18, 9–13) сказано: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим". Взято из: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pecherskaia1/9.html Тамже рассказывается что Апостолы запрещали ходить к шаманам,экстрасенсам,и т.д.. Святой Апостол Павел в Послании к Галатам ясно говорит, что волшебники, как и прелюбодеи, блудники, идолослужители, еретики и прочие "Царствия Божия не наследуют" (5, 21). А экстрасенсы ,маги, и т.д все эти пункты нарушают, Экстрасенсы даже боятся крестного знамения,православных молитв,и православных святынь(что разоблачает их демонические способности. Факты и доказательства по ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/psm2112/post215570085/ Про случай,когда Ванга не смогла перенести присутствия креста-мощевика с частицей Честного Креста Господня,когда к ней пришел священник с крестом-мощевиком с частицей Честного Креста Господня. http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_vanga-03.htm Этот случай доказывает что способности Ванги-не от Бога,а от дьявола Некоторые из случаев: Случай,когда целитель-экстрасенс не перенес православной молитвы,и не смог провести свой сеанс,а потом вел себя агрессивно по отношению к женщине-журналисту которая молилась недалеко,и находилась на сеансе,чтобы разоблачить колдуна. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pecherskaia1/13.html Свидетельство бывшего красноярского экстрасенса и парапсихолога Сергея Бобровского о том,что экстрасенсорика,биоэнергетика,медитацияпарапсихология являются окном в мир демонов,и эти занятия губят душу человека http://sueverie.net/lichnie-istorii/lichnie-istorii/ya-sluzh il-satane.html Случай ,когда экстрасенс-,увлекавшаяся биополями и целительством,бросила целительство ,и помогла ей в этом православная святая ,в этом же случае раскрывается,то биоэнэргетики общаются с падшими духами: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pecherskaia1/21.html Видите,даже православная святая Матрона Московская указала,что биоэнэргетика-это не наука,а сатанизм,в прикрытом виде. Насчет языческих ритуалов,типа повязание ритуальных лент и посещение чтимых маест других религий,почему православный человек совершает отступничество и идолопоклонство,повязывая ленточки и опещая чтимые места других религий: Свято ли место языческих капищ?: http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_ancient_pagan_tem ple.htm Подкова на счастье,перебегающая черная кошка,пустые ведра, и подобные предметы являются суеверием(т.е ложной верой,заблждением,дьявольской уловкой отводящей человека от веры в Бога к страху и неверию в Бога). Пример суеверий,по ссылке смотрите: http://www.pravoslavie.ru/put/44355.htm зевс ,перун, и прочие (язычники их называют богами,духами-это бесы(по другому демоны). Учение Рерихов,Блаватской и т.п противоречат Христианству,и с праволсавной позиции упомянутые учения являются магическими и оккультными, а магия и выхывание духов запрещены в православии: Подробно про то,что учения Блаватской,Рерихов и т.п противоречат православию и являются оккультными: http://www.pravoslavie.ru/answers/6413.htm http://www.k-istine.ru/sects/roerichi/roerichi_pitanov-05.ht m Против учения Рерихов ,Блаватской и т.п(которые навеняка считают спиритизм нормальным делом) говорят следующие факты: Бывший медиум Виктор Эрнест во время спиритического сеанса спросил духа, верит ли он тому, что Иисус Христос пролил кровь для прощения грехов. Дух с такой силой сбросил медиума со стула, что тот закричал от боли. Белый маг Круц рассказывает: "Духи нападали на меня со всех сторон. Они шептали, что лишат меня защиты и отберут всю власть, которую я имел над ними. Они обещали убить меня в тот момент, когда я открыто исповедую Иисуса Христа. Угрожали убить также всех моих родственников". Так могут поступать только демоны. Взято из: http://sueverie.net/vidi-sueveriy/okkultizm/nam-nuzhna-tolko -tvoya-dusha.html Учения Рерихов,Блаватской и т.п нарушают следующее: Посмотрим даже Библию: Во Второзаконии (18, 9–13) сказано: "Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим". Взято из: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pecherskaia1/9.html Тамже рассказывается что Апостолы запрещали ходить к шаманам,экстрасенсам,и т.д.. Святой Апостол Павел в Послании к Галатам ясно говорит, что волшебники, как и прелюбодеи, блудники, идолослужители, еретики и прочие "Царствия Божия не наследуют" (5, 21). А экстрасенсы ,маги, и т.д все эти пункты нарушают, Экстрасенсы даже боятся крестного знамения,православных молитв,и православных святынь(что разоблачает их демонические способности. Факты и доказательства по ссылке: http://www.liveinternet.ru/users/psm2112/post215570085/ В Библии: ...язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" 1Кор.10:20 "Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил"Пс.95:5 Библия предупреждает,что те,кому поклоняются язычники-это демоны. Вот какие заповеди Бог велел соблюдать людям еще со времен Ветхого Завета,пока люди ждали пришествие сына Божьего Иисуса Христа(приход которого и предвещали ветхозаветные праведники пророки): "Да не будет у тебя иного бога, ине поклоняйся богу чужеземному" Пс.80:10 "Ибо все боги народов - идолы,а Господь небеса сотворил" Пс. 95:5 "... язычники, принося жертвы,приносят бесам, а не Богу"1Кор. 10:20 А язычники вышеуказаные пункты нарушили. К явным методам оккультной медицины(т.е магической,сатанисткой), противоречащим православному учению, относятся : лечение космическим разумом, шаманство, молитвы и заклинания народных целителей, методы создания настроений, лечение в виртуальном мире, парапсихология, биоэнергетика, экстрасенсорика, магия в любых видах (белая, черная, зеленая - любая), чародейство, прорицательство о болезнях и гадание, телецелительство, снятие порчи и сглаза, контактерство с НЛО, открытие (отверзение) третьего глаза и чувств и лечение этим способом, йогические упражнения, колдовство, ворожба, лечение у "бабок", лечение у волшебников, чародеев, волхвователей, обаятелей, астрологический прогноз болезни, лечение в салонах доверия типа "Нелина", "Интрапси" и прочих. Вам ,если вы ходили к неправославным местам и шаманским камням, целителям(хоть к типа православным,хоть к белым магам),экcтрасенсам,магам,гадалкам,парапсихологам и бабкам,увлеклались мистикой,эзотерикой,парапсихологией и т.п .. занятиями указанымми на сайтах http://k-istine.ru/ , http://sueverie.net/ , Вам теперь надо на Исповедь в церковь идти к священнику, рассказать ему обо всем,что вы обращались к знахаркам,лечащих молитвами бабушкам,целителям,экстрасенсам, оккультистам,смотрели передачи с ними,сами занимались оккультизмом.,и он скажет вам ,что делать. Перед исповедью надо почитать книжку "В помощь кающимся",там написаны все грехи,их тоже надо исповедовать,если совершали. Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии. Перед Исповедью надо принять Крещение(таинство крещения),т.к в таинствах православной церкви могут учавстововать только крещенные люди. Про таинство Крещения: http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery_pomaznskii-01. htm Дополнительно: Зачем нужны таинства православной церкви,почему без них душа человека не может попасть в рай: http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery.htm Основы православия: http://k-istine.ru/base_faith/base_faith.htm http://k-istine.ru/occultism/occultism.htm http://sueverie.net/ Тут как раз расписано,что является оккультизмом и магией,какие есть ловушки дьявола для верующих и обычных людей.,и чем опасны оккультные занятия.(кто увлекался занятиями,указаными в сайте k-istine.ru, вамнадо обязательно на исповеди священнику рассказать о своих занятиях,так освободите и спасете душу). Бог вас не будет наказывать и простит вас, если вы покаетесь на Исповеди в православной церкви,и получите прощение и спасение души,как благоразумный разбойник распятый вместе с Иисусом,или православный святой Киприан(сначала он был волхвом,магом,а потом принял христианство и умер как ученник за веру,вот про Киприана): http://days.pravoslavie.ru/Life/life1651.htm Из Библии: (сам Бог прощает любой грех при искреннем покаянии): Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11). Православный подвижник Макарий Великий : http://www.pravoslavie.ru/answers/6932.htm «Случается же, что сатана ведет разговор с тобою в сердце: «смотри, сколько худого сделал ты; смотри какого неистовства исполнена душа твоя; сколько обременен ты грехами, что не можешь уже спастись». Сие же делает, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, потому что неприятно ему покаяние твое. Ибо как скоро чрез преступление вошел грех, – ежечасно беседует он с душею, как человек с человеком. Отвечай ему и ты: «имею в Писании Господни свидетельства: не смерти хочу грешника, но покаяния, чтобы обратился он от пути лукавого, и был жив (Иезек.33,11). Ибо для того снисшел Он, чтобы спасти грешных, воскресить мертвых, оживотворить умерщвленных, просветить находящихся во тьме». Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии. О том,что гипноз и кодирования являются видами магии и сатанизма: Насчет кодировщиков и гипнотизеров,что они боятся даже православных молитв: Приведем отрывок из книги ЧИСЛО ЗВЕРЯ.На пороге третьего тысячелетия Автор: Иеромонах Анатолий (Берестов) Записки современного врача-священника об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье: http://www.zavet.ru/book/berestzv04.htm#d01 Мне неоднократно признавались православные христиане, по недоразумению посещавшие оккультных "целителей", что чтение молитв, даже не вслух, приводило "целителей" в неистовство. Это говорит о демоничности к работы кодировщиков-психотерапевтов,раз они не переносяти православной молитвы. Один молодой мужчина обратился к кодировщику-психотерапевту с просьбой вылечить его от курения кодированием. Во время сеанса "лечения" он читал Иисусову молитву. Психотерапевт стал нервничать, ерзать на месте, вскакивать, вновь садиться и наконец заявил молодому человеку "Покиньте комнату, вы мешаете мне работать, и я не только вам не могу помочь, но и другим людям". Женщина К., 42 лет, обратилась к психотерапевту-кодировщику с просьбой помочь ей справиться с излишней полнотой. Во время сеанса кодирования она про себя читала Иисусову молитву. Психотерапевт прервал сеанс сказал ей: "Вам лучше не ходить к нам на лечение. Мы не сможем вам помочь, в вас действует слишком сильный контрагент. Деньги мы вам вернем". Таких примеров можно приводить множество. Я вспоминаю в связи с этим случай из моей прошлой жизни. Будучи студентом, я попал однажды интереса ради на сеанс спиритизма. Я был уже верующим, знал, что спиритизм дело бесовское, но по молодости и отсутствию духовного опыта решил все же увидеть это своими глазами. В сеансе я участия не принимал, а сидел в стороне в качестве наблюдателя. В разгар спиритического сеанса, когда блюдце вовсю вертелось, бегало и выдавало информацию, я мысленно перекрестил стол, на котором совершался сеанс. Контакт с духом мгновенно прекратился. Никто из сидевших за столом не мог видеть меня, они сидел. Из рассказа православного подвижника,как гипнотизер сбился,когда возле него молились правосланые семинаристы: http://www.pravmir.ru/igumen-isaiya/ Поход к гипнотизеру: схиархимандрит Исаия Отец Исаия рассказывал, что когда он учился в Киевской Духовной семинарии, еще до ее второго закрытия, то в Киев приехал с сеансами знаменитый гипнотизер. Может быть, тот самый Вольф Мессинг. В 50-е, он будучи другом Сталина широко гастролировал по Союзу. Но точно не берусь утверждать. - И вот, — рассказывает далее отец Исаия, — нас семь человек семинаристов, как тоже будущих работников духа, решили пойти на сеанс гипноза и посмотреть на его практическое осуществление и применение. Нам, молодым верующим людям это было очень и очень интересно. Мы гипноз отождествляли ни мало, ни много, а с игрой духов, с темной бесовской силой. Мы решили устроить свой эксперимент. Пошли, купили билеты, зашли в зал и тихонько сели. Условились, что во время работы гипнотизера будем читать молитву Иисусову: ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНОГО! Сидим тихо, читаем про себя эту молитву. В начале сеанса страшновато было. Но мы недоучли одного: гипнотизер этот был сильный, но у него было свое правило: он желал работать только с теми людьми, с той публикой, которая желала с ним сотрудничать, работать. Он в самом начале сеанса опытно ощутил или учуял, какие-то невосприимчивые межпсихологические волны, даже противостоящие общей атмосфере зала. Он вычислил нас и честно сказал: «Молодые люди, сидящие в таком-то и таком ряду, я прошу вас покинуть зал. Сдайте билеты, пусть вам возвратят деньги, но, пожалуйста, оставьте зал». Ну, что делать? Мы встали, сдали билеты, вышли и больше на такие представления и сеансы не ходили. Но наш опыт лишний раз уверил нас и наглядно подтвердил силу призывания имени Иисусового. Силу произнесения Божьего имени. Еще: Иеромонах Иов (Гумеров) насельник Сретенского монастыря, кандидат философских наук, кандидат богословия иеромонах ИОВ (Гумеров),рассказывает историю в статье "Существуют ли колдуны?": http://www.iemp.ru/monitor.php?ELEMENT_ID=1675&sphrase_id=46 53215 С моим близким родственником Вячеславом Веселовым произошел такой случай. Он сидел перед включенным телевизором, когда начался сеанс с участием Чумака. Вячеслав взял сосуд со святой водой и начертил в воздухе крест перед экраном. Изображение тотчас исчезло. Телевизор не работал до конца сеанса, а потом сам включился. Демоны боятся крестного знамения,и православных святынь,как в этом случае. Насчет того,что царя Николая Второго некоторые называют царем искупителем-это ересь царебожия: Мы не расстреливали царя,и должны лишь каятся в том,что если по заблуждению мы радовались революции 1917 и расстрелу царской семьи. Иначе у вас в статье получается как-то даже ересь царебожия,вот подробно пишется об этом: http://www.k-istine.ru/base_faith/pseudoconfession/pseudocon fession-56.htm Сам Иисус Христос говорил, что те люди,которые распространяют сатанинскую ложь,оккультизм,и прочую пагубную и развратную информацию, понесут наказание после смерти,Бог спросит за распространение информации. Даже загляните в Библию,что говорил сам Иисус: "…но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы тому человеку не родиться" (Мк.14:21), а еще: "Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих" (Лк.17:1-2). фен-шуй является магическим,оккультным опасным для души учением. Новый год : блюдем китайский обычай?(статья о том,почему нельзя справлять восточный новый год,и чем опасны фэншуй и т.п): http://www.pravoslavie.ru/jurnal/28994.htm Насчет астрологических прогнозов и гороскопов,почему они явялются дьявльским обманом и уловкой дьявола,частью магии и бесовщиной,и грехом: http://k-istine.ru/occultism/astrologia/astrologia.htm http://sueverie.net/vidi-sueveriy/astrologiya/ Дело астрологии.Бывшие астрологи сами разоблачают астрологию: http://sueverie.net/vidi-sueveriy/astrologiya/delo-astrologi i-astrologi-razoblachaiut-astrologiiu.html Ученые в очередной раз доказали, что астрология – лженаука: http://k-istine.ru/occultism/oc-news/oc-news-37-astrologia.h tm Пишу насчет того, экстрасенсов,магов,целителей,бабок-знахарок,типа православных целителей,индиго и прочих паранормальных людей. Если вы даже просто уберете эту антинаучную бредятину(так смотрят ученые на астрологию, гороскопы и т.д), то все будет нормально. Если же совесть будет все еще мучать,то тогда сходите на Исповедь в церковь. Перед исповедью надо почитать книжку "В помощь кающимся",там написаны все грехи,их тоже надо исповедовать,если совершали. Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии. Так-же прошу перестать рекламировать экстрасенсов,магом,ои прочих оккультистов и слуг дьявола. "Биолокацию" (методу определения подземных источников, ископаемых и т.д. с помощью металлической рамки или же обыкновенной V-образной веточки.) раньше называли жезлованием и это издревле осуждалось Церковью. Т.к это один из видов магии(а любая магия независимо от цвета это общение с демонами и использование дьявольской помощи,даже маги об этом говорят!). Научная позиция насчет биолокаций и поиска мест: http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_geopathologia.htm рассказ женщины,которая сама раньше занималась исканием мест и т.п. ,где она сама расказывает,кто по правде дает информацию о местах: http://www.k-istine.ru/sects/new_age/new_age_igumnova.htm Как православие относится к биолокации,жезлованию и т.п: http://www.k-istine.ru/head/questions-224.htm Чем опасен ,и почему деятельность психитерапевта Анатолия Кашпировского является магией:: http://k-istine.ru/occultism/occultism_kashpirovky.htm Насчет народных целителей,людей снимающих порчу,сглаз,венцы,лечащих заговорами,нлп,гипноза,приводятся истории людей связаных с этой проблемой: http://www.pravoslavie.ru/smi/38397.htm http://www.pravoslavie.ru/answers/6371.htm http://www.pravoslavie.ru/smi/37028.htm Насчет того,почему православие не признает другие религии, и удтверждает - что является истиной и спасительной верой,а католичество ,иудаизм,ислам,язычество и остальные религи-неспасительны. http://k-istine.ru/apologia/apologia/apologia.htm (вопрос рассматривается с православной точки зрения). Даже посмотрите сайт: http://sueverie.net/ этот сайт посвящен как раз разьяснению,где идет Православная вера,а где языческие околоправославные верования типа суеверий,примет,заговоров на грыжу и удачу,фен-шуй,порча,сглаз и т.д рассказ бывшего экстрасенса, которая когда-то осваивала многие виды практик,в том числе экстрасенсорику,и восточные практики,и училась у восточных гуру,шаманов,целителей, но потом она бросила все эти практики и перешла в православие,когда поняла и очувствовала вред и опасность практик: Вот что она говорит: До меня стало доходить, что все духовные практики – это вход в духовный мир, но ты входишь как разбойник, через заднюю дверь. Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное, наше дело каяться, а не покупать дары у целителей. Прозорливые монахи и старцы есть, но такой дар дается за подвиги самоотречения и смирения, поста и молитвы и очень далеко отстоит от дара, который есть у обычных целителей. Кстати, общение с подсознанием посредством маятника – это обращение к духам зла. В православной Церкви есть много святых, которые помогают устоять в духовной брани: Серафим Саровский, Тихон Задонский, Иринарх Ростовский. Последний более 30 лет носил на себе тяжелые цепи, и получил благодать исцелять и изгонять бесов. А маг, к которому я обращалась, приобрел свои дары за несколько месяцев и за энную сумму. Так от Бога ли они? От Бога ли дары тех людей, которые гадают на картах, если мистический смысл карточный мастей – это распинание Христа? Я еще долго сравнивала религии, чтобы понять одну вещь – правда в одном источнике, они все учат разному. Это оккультная сказка, что все религии ведут на небо. Ислам учит гордыни, а христианство смирению. В первом случае тобой управляет фатум, а во втором все зависит от тебя и Бога. Христианский рай – это любовь и радость в Духе, а исламский – вкусные явства и наслаждение черноокими гуриями. В индийских религиях понятия греха не существовало, это полуоккультный мистический путь: шаманы, которые вызывали духов зла и общались с ними. Буддизм представляет человека бесполым духом, которому нужно всю жизнь прожить не в добрых делах и покаянии, а где-то там, в медитации. Дьявол оказался не мифической сказочной фигурой, а реальностью. Один кришнаит как-то уверял меня, что бесов и мытарств нет, и надо радоваться жизни, а не каяться в грехах. Однажды я видела, как священник отчитывал бесноватых людей, люди выли страшными голосами. Бесы вошли в них за грехи Осторожно: видение ангелов!: http://k-istine.ru/occultism/occultism_carefully-angels.htm Православные христиане, и в особенности монахи, постоянно сталкивались и сталкиваются с ситуациями, когда им являются ангелы, святые угодники, и даже Богородица и Иисус Христос. И таких случаев описано немало. Но все же чаще всего людям являлись …бесы под видом ангелов, святых и Христа, для того чтобы ввести человека соблазн. "И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их" (2Кор.11:14-15). Насчет белых магов,бабушек-знахарок(с молитвами,заговорами,лечаищие и снимающие сглаз и порчу) и типа "православных целителей"- они не являются людьми имеющими дар от Бога ,и не относятся к православным святым подвижникам. По ссылке пишется,как церковь относится к целителям которые лечат лечат под иконами, с православными молитвами и крестом,и бабушек,которые считают что у них дар от Бога( но находящихся в сатанинской прелести и заблуждении). http://www.pokrov.all-nsk.ru/publics/newspaper_03/text_13.ht m Почему экстрасенсы,целители, и знахарки являются слугами дьявола,и зачем они посылают в храм: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6638 О том,что нельзя ходить к бабкам, целителях, которые могут во всем помочь, всё вылечить, убрать проклятие, избавить от порчи, приворожить «намертво» и по ходу дела снять «родовое проклятие» и верить в приметы: http://www.pravmir.ru/dlya-kogo-zakon-ne-pisan/ Насчет порчи,сглаза и т.д: http://p-blagovest.narod.ru/Ask/Ask-18.htm По своим наблюдениям скажу,то чем занимаются добрые бабушки-белая магия(а любая магия-грех и сатанизм,даже сами колдуны говорят,что цвета магии-рабочие обозначения),т.е колдовство. Если человек идет к служителям этих оккультных наук или к «бабкам», то он совершает страшный грех против первой заповеди Божией и при этом заключается страшная сделка: идя таким путем, неосторожный человек продает свою душу диаволу. В загробной жизни несчастного ждут страшные муки, если он не исповедует этот грех и не отречется от своих заблуждений. Да и в нынешней, земной жизни для самого больного это бывает далеко не безобидно. Священник не даст благословения на подобного рода «лечение» у экстрасенса или «целителя». Православные святые никогда не использовали воск для лечения,и не использовали яйца. Советую почитать житие святых. И увидите разницу между православными святыми и знахарками. Подробно насчет того,что Библия запрещает деятельность экстрасенсов,магов,гадалок,астрологов,колдунов,биоэнэргетико в,космоэнэргетиков, все http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pecherskaia1/9.html Весьма строго подходит к оккультистам и Новый Завет. Святой Апостол Павел в Послании к Галатам ясно говорит, что волшебники, как и прелюбодеи, блудники, идолослужители, еретики и прочие "Царствия Божия не наследуют" (5, 21) А в Апостольских правилах даже сказано: "Все восколеи и оловолеи двадцать лет да не причастятся". Бабушки-знахарки как раз занимаются литьем воска на сеансах. Даже если бабушки читают православные молитвы,то они читают их как заклинание-типа бабушка прочитала,и ее просьба будет обязательно выполнена(а это в магии так:-выполнил маг ритуал-и получил просимое), хотя когда православные святые молились за человека,то все решал Бог-полезно человеку выличиться,или нет,и человек должен был покаяться в грехах и исправить свою жизньне грешить,и жить по канонам церкви). А знахарки только требуют покреститься,и сходить несколько раз в церковь(опять идет ритуал:несколько раз сходи,и вылечишься,получишь просимое). Ни о покаянии,ни о борьбе с грехами и страстями-не слышно. Давайте вспомним слова Господа Иисуса Христа: "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 21–23). Господь называет их также лжепророками, "которые, приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные". Иисус требует ,посылая Своих учеников в мир:Даром получили, даром давайте.(Мф.10:8). Вышесказаное как раз касается колдунов,белых магов, типа православных целителей,экстрасенсов посылающих в храм. Православные святые всегда говорили,что не они помогают,а Бог по их молитвам. Ведь Бог решает,какая нужна помощь человеку,и полезна ли она будет душе человека. Матрона Московская подчеркивала, что помогает не сама, а Бог по ее молитвам: «Что, Матронушка — Бог, что ли? Бог помогает!» — отвечает она Ксении Гавриловне Потаповой на просьбу помочь ей. Исцеляя недужных, матушка требовала от них веры в Бога и исправления греховной жизни. Так, одну посетительницу она спрашивает, верует ли она, что Господь силен ее исцелить. Другой, заболевшей падучей болезнью, велит не пропускать ни одной воскресной службы, на каждой исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. Живущих в гражданском браке она благословляет обязательно венчаться в церкви. Всем обязательно носить нательный крест. Житие Матроны Московской: http://www.pokrov-monastir.ru/?include=static&page_id=78 А знахарки говорят что -я помогу,я вылечу...И бросать греховную жизнь,каяться,исправляться-не требуют. Святые всегда требовали бросать греховную жизнь,каяться,исправляться,и жить по церковным канонам Святые никогда не использовали воск для лечения,и яйца. Советую почитать житие святых.(Серафим Саровский,Ксения Петербургская,Иоанн Кронштадский,Матрона Московская) . И увидите разницу между православными святыми и знахарками. Почитайте житие православных святых(Ксеннии Петербургской,Иоанна Кронштадского,Серафима Саровского),и сравните образ жизни православных святых и знахарок. Святые люди отказывались от мирских благ, имели смирение, день проводили в молитвах, большинство времени соблюдали строгий пост,отказывались от супружеской близости. Знахарки и целители разве отказываются от мирских благ, имеют смирение, день проводят в молитвах, большинство времени соблюдают строгий пост. Тем более известно ,что знахарки в основном читают не православные молитвы из православного молитвослова(купленного в православной церкви),а из всяких левых книжек, где напечатаны языческие заговоры ,замаскированные под молитвы. И иногда можно услышать,как знахарки ругаются во время приема, и тут же обращаются, как они думают,к Богу. Бог таким людям не дал бы дар. Дар дается только смиренному и духовно очищенному человеку. насчет заговоров,заклинаний и т.д: Это касается заговоров,которые часто встречаются заговоры на удачные роды, как заговоры "сибирских целительниц",молитва на удачу,загадывания желаний,молитва чтобы не умереть во сне,заговор от грыжы и,или чтобы ребенок был послушный т.п: И молитвы читайте только из православного молитвослова,купленного в православной церкви, Т.к вне церкви(в киосках,интернете и т.п) встречаются книжки с заговорами и заклинаниями,замаскироваными под православную молитву,или самочинные молитвы к лжесвятым,часто в заговорах замаскированых под православную молитву встречаются упоминания духов,зверей и непонятно-безсмыленные фразы, или заговоры идут вперемешку с православными молитвами. И такие заговоры и самочинные молитвы направлены не к Богу,а к дьяволу. Святые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях,позиция православной церкви: http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_sant_father.htm Никакой заговор до добра не доведет! http://www.k-istine.ru/occultism/occultism_danger_of_zagovor .htm А заговоры,булавки ,ритуалы и прочие манипуляции-это от дьявола. http://p-blagovest.narod.ru/Ask/Ask-18.htm Тут священник как раз говорит по этой теме По ссылке пишется,как церковь относится к целителямм которые лечат лечат под иконами, с православными молитвами и крестом,и бабушек,которые считают что у них дар от Бога( но находящихся в сатанинской прелести и заблуждении). http://www.pokrov.all-nsk.ru/publics/newspaper_03/text_13.ht m Почему экстрасенсы,целители, и знахарки являются слугами дьявола,и зачем они посылают в храм: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6638 О том,что нельзя ходить к бабкам, целителях, которые могут во всем помочь, всё вылечить, убрать проклятие, избавить от порчи, приворожить «намертво» и по ходу дела снять «родовое проклятие» и верить в приметы: http://www.pravmir.ru/dlya-kogo-zakon-ne-pisan/ Насчет порчи,сглаза и т.д: http://p-blagovest.narod.ru/Ask/Ask-18.htm Во первых заговоры-изначально не являются обращением к Богу.Они похожи на православные молитвы,но в них часто я сам лично видел упоминание духов и животных(хотя духи бывают только злые,и общение с ними-обращение к дьяволу и отступничество от Бога). Подробно про бабушек с молитвами вы можете прочитать по ссылке на статью православного сайта,там подробно рассписано,как молитву превращают в заговор,и она уже направлена не к Богу,а к дьяволу: http://www.pravoslavie.ru/put/47705.htm В православных молитвах(из православного молитвослова,купленного в церкви) никогда не встречается упоминание духов,животных,и непонятных бессмысленных слов. Насчет ложности пророчеств оточной дате конца света: Если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне", - не выходите; "вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. Евангелие от Матфея гл.24 ст.23 «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк.13:32). Из Ветхого Завета: "Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, - не бойся его" (Втор. 18:22). Большая часть информации о конце света написана в "Апокалипсисе" Иоана Богослова,подробнее по ссылке: http://www.pravmir.ru/apokalipsis/ Сам "Апокалипсис" Иоана Богослова,в оригинале: http://lib.pravmir.ru/library/readbook/527 Зайдите на страницу: http://k-istine.ru/apologia/apologia/apologia.htm И найдите заголовки: Буддизм, индуизм, даосизм, язычество и пр.: , иудаизм,ислам,католическая церковь,и вы поймете,что эти течения противоречат православию.. ....язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу" 1Кор.10:20 "Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил"Пс.95:5 А кришнаиты как раз являются язычниками. Библия о том,что надо верить в Иисуса Христа: "Иисус сказал апостолу Фоме - ... Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" Ин.14:6 "Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" Ин. 3:36 Храм, в котором когда-то совершалась Божественная служба, даже если он закрыт и осквернен безбожниками, остается местом, где ангелы и святые невидимо для нас совершают богослужение. Приведу один пример в подтверждение сказанного: Когда святитель Иоасаф Белгородский (1705–1754) прибыл на место своего епархиального служения, к нему явилось местное духовенство. Святитель обратил внимание на одного священника – глубокого старца. Узнав, что ему 130 лет, он ему сказал: «Ты видишь пред собою пастыря, как отца стоящего пред сыном своим и желающего ближе узнать твою совесть. Я хочу знать, не омрачена ли она каким тяжким грехом, который по неведению, быть может, сочтен тобою малозначащим и забыт? Долговременная жизнь твоя убеждает меня как пастыря войти в подробное рассмотрение дела и, очистив душу твою, примирить с оскорбленным тобою и данною мне властью простить и самую греховную тяжесть, по глаголющему: “Аще разрешите на земли, разрешена будут на небеси”. Пройди мысленно жизнь твою, проверь все случившиеся с тобою обстоятельства, приведи на память каждое действие служения своего Богу. Может быть, что-нибудь встретится имеющее тень какого-либо греха или отступления от настоящей твоей должности или что-нибудь подобное, которое и по днесь тяготить твою душу, совесть и даже жизнь». Через несколько дней священник припомнил забытый грех и сказал святителю Иоасафу, что он в один день дважды из страха перед строгим помещиком отслужил обедню, несмотря на неземной глас: «Остановись! Что ты делаешь? Не дерзай, аще же дерзнешь, проклят будешь». При этом на голос священник еще ответил: «Сам проклят ты будь!» Узнав про это и уразумев, что священник заклял ангела того храма, святитель Иоасаф довел пастыря до сознания своего греха. Храм, в котором это произошло, был к этому времени закрыт и разобран. Однако святитель Иоасаф со старым священником поехал именно на место, где стоял этот храм, потому что ангел-покровитель храма оставался там. Была поставлена походная церковь. Святитель благословил старца отслужить литургию. Когда литургия была отслужена (во время ее святитель усердно молился на коленях), священник сделал отпуст. Святитель велел встать ему у правого угла престола и читать «Ныне отпущаеши». По прочтении благословил его и сказал: «Прощаю и разрешаю тя от всех твоих грехов». Тут же старец священник стал слабеть, склоняться, затих и, припав к подножию престола, тихо испустил дух. Тут его и похоронили. У меня для вас еcть много разьясняющей информации: Разгадка тайн снежного человека,нло: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/falsemiracles/9 .html Диавол и его нынешние лжечудеса и лжепророки http://lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/falsemiracles/c ontents.html Аура или нимб? Можно ли измерить сияние святых http://sueverie.net/vidi-sueveriy/okolotserkovnie-sueveriya/ aura-ili-nimb-mozhno-li-izmerit-siyanie-svyatich.html научное поровержение возможности передачи энэргии и что выдают за ауру. Благодать или подзарядка?: http://sueverie.net/vidi-sueveriy/okkultizm/blagodat-ili-pod zaryadka.html про то,что зарядится энэргией в храме является заблуждением и оккультизмом Церковь против лженауки и оккультизма,который прячется за лженаукой: http://sueverie.net/vidi-sueveriy/okkultizm/tserkov-protiv-l zhenauki.html Православные святые(люди ,которые годами вели монашеский образ жизни,и получили дар прозорливости) о ложности и заблуждении под названием реинкарнация: http://k-istine.ru/occultism/karma/occultism_karma-06.htm Полная картина человека после смерти,что бывает с человеком,когда он умирает? Мытарства Блаженной Феодоры .Видение, бывшее Григорию, ученику Преподобного Василия Нового: http://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/mitarstva-blajennoy-f eodori/ Насчет дара предвиденья,есть специальная статья,где говорится как раз о том,что делать тем людям,которые начинают видеть ангелов или получают сверхспособности: http://k-istine.ru/occultism/occultism_carefully-angels.htm И на Исповеди священнику человеку надо рассказать,что него есть сверспособности или видения типа ангелов,бесов и т.п,тогда бесы не смогут уже легко действовать и обманывать вас,т.к на таинстве Исповеди они будут засвечены как вор фонариком. Некоторые люди избавлялись от греховных привычек только после Исповеди священнику,т.е таинство Исповеди имело большую силу. Православие учит,что душа проходит мытарства,и потом определяется участь души-Рай или ад.А то что видят люди и экстрасенсы-это демоны,котоые могут принять облик кого угодно. Скитаться по земле душам Бог не разрешит,и не было бы справедливости:натворил зла человек,а потом просто скитается по земле.Скитание душ по земле-это языческое представление.. Подробнее: http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad06.htm Основы Православия: http://k-istine.ru/base_faith/base_faith.htm Даже посмотрите сайт: http://sueverie.net/ этот сайт посвящен как раз разьяснению,где идет Православная вера,а где языческие околоправославные верования типа суеверий,примет,заговоров на грыжу и удачу,фен-шуй,порча,сглаз и т.д Мантра,йога, медитация: это оккультные занятия,которые несовместимы с православием. http://www.k-istine.ru/occultism/yoga/yoga-pitanov-04.htm Вам как любителю всего неизведанного советую почитать сайт: http://k-istine.ru/ http://sueverie.net/ Там написано тоже,почему изучение неизведаных(бесовских) явлений, посещения шаманов,гадалок,бабок лечащих ,и снимающих порчу,заговорами,молитвами и т.д Насчет того,что настоящая вера у православных,а не у староверов: http://www.k-istine.ru/apologia/apologia/apologia_vladikov-0 3.htm Сам православный святой Серафим Саровский указывал,что надо креститься тремя перстами,подробно про это: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/serafim_saro vskiy_duhovnye_nastavleniya_neopytnomu_hristianinu_06-all.sh tml отрывок из статьи: А что оно, триперстное сложение, есть сложение, благодатную силу имеющее, мы докажем старообрядцам следующими двумя случаями из жизни преподобного Серафима Саровского. Однажды привезли больную женщину к монастырской келии отца Серафима, внесли в жилище старца и положили на пол. Старец спросил: "Давно ли ты больна?" – "Три года с половиной", – отвечала она. "Какая же причина твоей болезни?" – "Я была прежде, – сказала больная, – православной веры, но меня отдали замуж за старообрядца. Я долго не склонялась к их вере и все была здорова. Наконец, они меня уговорили: я переменила крест на двуперстие и в церковь ходить не стала. После того вечером пошла я по домашним делам во двор; там одно животное показалось мне огненным, даже опалило меня; я в испуге упала, меня начало ломать и корчить. Прошло немало времени. Домашние хватились, искали меня, вышли во двор и нашли – я лежала. Они внесли меня в комнату. С тех пор я хвораю". "А веруешь ли ты опять в Святую Православную Церковь?" – "Верую теперь опять", – отвечала больная. Тогда отец Серафим сложил по-православному персты, положил на себе крест и сказал: "Перекрестись вот так, во имя Святой Троицы". – "Рада бы, – отвечала больная, – да руками не владею". Отец Серафим взял из лампады у Божией Матери "Умиление" елея и помазал грудь и руки больной. Вдруг ее стало расправлять, даже суставы затрещали, и тут же она получила полное выздоровление. В тот же день отец Серафим одну пришедшую к нему инокиню между прочим спросил: "Были ли у тебя из умерших родные, которые молились двуперстным крестом?" Инокиня отвечала утвердительно. Тогда он сказал ей: "Сходи на их могилы, положи по три поклона и молись Господу, чтобы Он разрешил их в вечности". Инокиня так и сделала. Сказала и живым, чтобы они приняли православное перстосложение, и они точно послушались голоса отца Серафима, ибо знали, что он угодник Божий и разумеет тайны Святой Христовой веры. Другой случай. Раз один поселянин, собираясь в Саров на богомолье, перед самым выездом получил такой жестокий удар, что потерял совершенно память, и его без сознания привезли в Саровскую пустынь. Здесь один послушник привел его к отцу Серафиму. Едва только они подошли к келии старца, больной уже почувствовал в себе облегчение: память и понимание понемногу снова начали возвращаться к нему, и он стал помнить все, что отец Серафим говорил и делал с ним в то время. Он сначала благословил его и начертил на челе его крест маслом из лампады, потом дал ему несколько сухарей, а в заключение показал ему трехперстное сложение креста и сказал: "Милостив Бог! Молись Ему так, и со временем все это пройдет". И действительно, немного спустя по возвращении больного домой он сделался совершенно здоров молитвами угодника Божия Серафима. Из всего сказанного ясно, что триперстное сложение доя крестного знамения есть и древнее и благодатную силу имеющее. А ввиду сего, как говорится в предисловии к Псалтири: "Твердо и неизменно да держимся древнейшего обдержательного всецерковного предания, во славу Пресвятой Троицы, треми первыми соединенными персты крестное знамение на себе полагающе, еже содержит Православная, Кафолическая, Восточная Церковь". краткий отрывок: Где в Писании(Библии) сказано, чтобы креститься рукой? Сравни 1 Тим.. 2:8; Исх. 17:11-12; Иез. 9:4. [847.] . Кроме того, все, что выражаем мы крестным знамением, записано в Священном Писании: три перста сложенные означают Триединого Бога (Мф. 28:19 ), изображаемый крест - веру в Господа Иисуса Христа, искупившего нас Своею крестною смертью (1 Тим. 2:6; Кол. 1:14, 20; Еф 1:7; ] ср. 1 Кор. 2:2 ) и разрушившего всю силу вражью (Кол. 2:15; Евр. 2:14 ). насчет всяких движений против инн,помнится иногда говорят ,что один типа православный старец что-ли,был против инн и того что инн принял Патриарх,вот разьяснение по этому поводу,почему анти-инн-ская компания является уловкой дьявола,цель этой компании-рассколоть православную церковь: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/54618.htm РПЦ МП сохранила благодать и апостольское преемство,и в ней до сих пор совершается чудеса,исцеления,чудеса после таинств православной церкви,как в следующем примере: ОККУЛЬТНАЯ БОЛЕЗНЬ http://www.zavet.ru/book/berestzv01.htm#d01 Случаи,когда людям становилось плохо после обращения к магам,экстрасенсам,и целителям. И восстанавливались они уже после посещения церкви(проходили таинство Исповеди,Причастия,Соборования),и только тогда людям становилось легче,и они выздоравливали. Случай ,когда экстрасенс-биоэнэргетик,увлекавшаяся биополями и целительством,бросила целительство ,и помогла ей в этом православная святая Матрона Московская,в этом же случае раскрывается,то биоэнэргетики общаются с падшими духами: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pe... реальный случай,где женщина занималась магией,но однажды демоны говорят,что взамен берут душу,и что участь магов-после смерти они попадают в ад: http://www.ab.ru/~vestnik/07/ispoved.htm В данном случаи женщину спасли таинства РПЦ МП. думаю что многие получающие помощь и исцеления от Бога,имеют инн и т.п Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) об ИНН http://www.pravoslavie.ru/jurnal/54618.htm Православие учит,что душа проходит мытарства,и потом определяется участь души-Рай или ад.А то что видят люди и экстрасенсы-это демоны,котоые могут принять облик кого угодно. Скитаться по земле душам Бог не разрешит,и не было бы справедливости:натворил зла человек,а потом просто скитается по земле.Скитание душ по земле-это языческое представление.. Подробнее: http://www.pravoslavie.ru/put/shagi/rose_sad06.htm Полная картина человека после смерти,что бывает с человеком,когда он умирает? Мытарства Блаженной Феодоры .Видение, бывшее Григорию, ученику Преподобного Василия Нового: http://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/mitarstva-blajennoy-f eodori/ Насчет дара предвиденья,есть специальная статья,где говорится как раз о том,что делать тем людям,которые начинают видеть ангелов или получают сверхспособности: http://k-istine.ru/occultism/occultism_carefully-angels.htm И на Исповеди священнику человеку надо рассказать,что него есть сверспособности или видения типа ангелов,бесов и т.п,тогда бесы не смогут уже легко действовать и обманывать вас,т.к на таинстве Исповеди они будут засвечены как вор фонариком. Некоторые люди избавлялись от греховных привычек только после Исповеди священнику,т.е таинство Исповеди имело большую силу. Вам ,чтобы спасти свою душу, и все исправить, надо идти на Исповедь в церковь, идти к священнику, рассказать ему обо всем,что вы руководили группой в контакте, обращались к знахаркам,лечащих молитвами бабушкам,целителям,экстрасенсам, оккультистам,смотрели передачи с ними,сами занимались оккультизмом.,и он скажет вам ,что делать. Перед исповедью надо почитать книжку "В помощь кающимся",там написаны все грехи,их тоже надо исповедовать,если совершали. Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии. Статья про белых магов и эзотерику, и т.п: http://sueverie.net/kak-ograditsya-ot-sueveriy/kak-ograditsy a-ot-sueveriy/okkultizm-i-sueveriya-vzglyad-pravoslavnogo-sv yaschennika.html реальный случай,где женщина занималась магией,но однажды демоны говорят,что взамен берут душу,и что участь магов-после смерти они попадают в ад. www.ab.ru/~vestnik/07/ispoved.htm Письмо бывшей "целительницы,где демоны в открытую говорят,что экстрасенсорика не от Бога": http://www.zavet.ru/a/post_993451452.html. Чудо факира и Иисусова молитва,про то,как йог-факир не вынес православной молитвы,и не смог творить чудеса,это доказывает демоничность медитации,йоги,и других подобных восточных практик. http://k-istine.ru/occultism/yoga/yoga-rouz-2.htm Почему экстрасенсы,целители, и знахарки являются слугами дьявола,и зачем они посылают в храм: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/6638 ОККУЛЬТНАЯ БОЛЕЗНЬ http://www.zavet.ru/book/berestzv01.htm#d01 Случаи,когда людям становилось плохо после обращения к магам,экстрасенсам,и целителям.И восстанавливались они уже после посещения церкви(проходили таинство Исповеди,Причастия,Соборования),и только тогда людям становилось легче,и они выздоравливали. Случай ,когда экстрасенс-биоэнэргетик,увлекавшаяся биополями и целительством,бросила целительство ,и помогла ей в этом православная святая Матрона Московская,в этом же случае раскрывается,то биоэнэргетики общаются с падшими духами: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pecherskaia1/21.html Как печально заканчиваются занятия биоэнэргетикой,экстрасенсорикой,и обращение к экстрасенсам и биоэнерготерапевтам. http://lib.eparhia-saratov.ru/books/02b/berestov_pecherskaia /berestov_pecherskaia1/7.html Грех ходить к колдунам,любым магам,гадалкам,бабкам знахаркам(которые лечат заговорами,молитвами,льют воск,катают яйца,снимают сглаз и порчу) ,сканирующим тело костоправам,экстрасенсам,биоэнэргетикам и .т.п. Если вы ходили на сеансы целителей как Кашппировский,Чумак и т.д, к неправославным местам и шаманским камням, целителям(хоть к типа православным,хоть к белым магам),экcтрасенсам,магам,гадалкам,парапсихологам и бабкам,увлеклались астрологией,нумерологией, мистикой,эзотерикой,парапсихологией и т.п .. занятиями указанымми на сайтах http://k-istine.ru/ , http://sueverie.net/ . Если вы ходили к неправославным местам и шаманским камням, целителям(хоть к типа православным,хоть к белым магам),экcтрасенсам,магам,гадалкам,парапсихологам и бабкам,увлеклались мистикой,эзотерикой,парапсихологией и т.п .. занятиями указанымми на сайтах http://k-istine.ru/ , http://sueverie.net/ , Вам теперь надо на Исповедь в церковь идти к священнику, рассказать ему обо всем,что вы обращались к знахаркам,лечащих молитвами бабушкам,целителям,экстрасенсам, оккультистам,смотрели передачи с ними,сами занимались оккультизмом.,и он скажет вам ,что делать. Перед исповедью надо почитать книжку "В помощь кающимся",там написаны все грехи,их тоже надо исповедовать,если совершали. Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии. От священника нельзя скрывать ни одного греха,иначе исповедь недействительна. Перед Исповедью надо принять Крещение(таинство крещения),т.к в таинствах православной церкви могут учавстововать только крещенные люди. Про таинство Крещения http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery_pomaznskii-01. htm Дополнительно: http://k-istine.ru/base_faith/mystery/mystery.htm http://k-istine.ru/base_faith/base_faith.htm Бог вас не будет наказывать и простит вас, если вы покаетесь на Исповеди в православной церкви,и получите прощение и спасение души,как благоразумный разбойник распятый вместе с Иисусом,или православный святой Киприан(сначала он был волхвом,магом,а потом принял христианство и умер как ученник за веру,вот про Киприана): http://days.pravoslavie.ru/Life/life1651.htm Из Библии: (сам Бог прощает любой грех при искреннем покаянии): Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11). Православный подвижник Макарий Великий : http://www.pravoslavie.ru/answers/6932.htm «Случается же, что сатана ведет разговор с тобою в сердце: «смотри, сколько худого сделал ты; смотри какого неистовства исполнена душа твоя; сколько обременен ты грехами, что не можешь уже спастись». Сие же делает, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние, потому что неприятно ему покаяние твое. Ибо как скоро чрез преступление вошел грех, – ежечасно беседует он с душею, как человек с человеком. Отвечай ему и ты: «имею в Писании Господни свидетельства: не смерти хочу грешника, но покаяния, чтобы обратился он от пути лукавого, и был жив (Иезек.33,11). Ибо для того снисшел Он, чтобы спасти грешных, воскресить мертвых, оживотворить умерщвленных, просветить находящихся во тьме». Так все исправите и спасете душу, на таинстве Исповеди прощаются исповедованые грехи при искреннем покаянии.

Рассуждения о смысле жизни,о добре и зле-у каждого свои.....
Прочитал частично...рассказ очень "загрузит" психику впечатлительных людей...

югорск
Автор заставляет думать а это самое главное. Спасибо за рассказы жду продолжения путешествий....

saper-74:
Дак люди и так думают...о том,о сём......всю жизнь приходится думать...))))))...а иногда не хочется думать вообще ни о чем...)

karabasbarabas5:
на Оби это было, Колпашевский яр, 1979 год, запомни писатель.....
Под с Каргаском это было точно!