Камбек СССР, или День Победы в Белоруссии

25.05.2012 | 24213 просмотров

Горловка—Сумы—Чернигов—Гомель—Могилев—Минск—Брест—Гродно—Лида—Браслав—Полоцк—Витебск—Бобруйск—Киев—Горловка.

Апрель. Наконец пришла весна. А то эта природная круговерть уже утомила. Март мучал холодами, да и начало апреля было ему под стать. И вдруг всё резко поменялось, и причем буквально за день. Словно в небесной канцелярии кто-то выставил другой температурный режим, и причем сразу на максимум.

Воздух стал сытнее. Вишни зацвели одновременно с абрикосами, и их тут же обогнали яблони. Теплый ветерок настырно прогревает самые дальние уголки, вытесняя даже воспоминания о холоде. Он по-щенячьи игрив, заискивающе ластится и очень хочет понравиться. Касания трепетны и нежны. Каждый день врываясь в приоткрытое окно машины, ветер всё настойчивей убеждает, зовет и внушает.

-..Майские, майские, майские. Скоро майские…

А это две недели, когда обязанности и рутина упрутся у порога календаря, а точнее о его праздники и выходные, которые кучно стартуют с первого числа. Они будут терпеливо ждать, пока запах шашлыков и выездов на природу не растворится к исходу второй недели. Ну, а там можно по инерции, ещё прихватить пару дней. Майские у нас, это почти Новый год, стартуют с первого числа, гуляют дружно и емко, требуют оригинальности, длятся долго.

В общем, пора в дорогу. Европа поднадоела, да и пафос визовых чинуш возмущает всё больше. Египет стреляет и ворует туристов, турки море ещё не нагрели, а азиаты уже в сезоне дождей. Остался родной СССР и его просторы.

….Много в нём лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю…

Блин, а ведь под боком есть страна, которую я вообще не знаю. Страна заповедник, и в прямом и в переносном смысле. Беларусь.

Заповедник славян, озёр, зубров, лесов, картошки, СССР и всего хорошего, что в нём было. Да и всегда хотелось 9 мая встретить именно в Брестской крепости и проехать по праздничной и украшенной к Дню Победы Беларуси.

В общем 4 мая мы стартуем из родной Горловки в сторону голубоглазой Беларуси.

Маршрут на Беларусь помог нам закрыть последние белые пятна на карте Украины, то есть мы наконец-то запланировали посещение Чернигова и Сум, эти два областных центра долго для нас оставались неприступными. Они всегда сопротивлялись и выскальзывали из любых маршрутов и были всё время четко и уверенно *не по пути*.

Но в этот раз пункт номер один — Сумы.

И пробег 4 мая Горловка—Сумы, 470 км.

Поначалу едем на Харьков, это одно из направлений Евро-2012, то есть дорога, которая соединяет Донецк и Харьков. В целом за последние несколько лет она не претерпела каких-то качественных изменений, не стала шире или лучше. Вся движуха и бабки, выделенные на Евро, похоже были влиты в другие места, здесь же всё по-прежнему. Нормально, но не больше.

Харьков коснулись по объездной и ушли на Шаровку, именно здесь и расположен первый пункт нашей экскурсионной программы. Дворец Кенига — (50°2'42.97''N, 35°25'58.23''E).

Дворец, да впрочем и весь парк очень нуждается в реконструкции.

Место красивое, парк прекрасный, дворец просто великолепный, но об этом можно догадаться только включив воображение.

Пока же видим погибающий и разваливающийся ансамбль, который безусловно является жемчужиной не только Харькова, но и всей Украины. После Шаровки мы 60 км петляем по селам и деревням и выбираемся к Ахтырке.

Это небольшой уездный городок, с довольно богатой историей. Смешная легенда о происхождении его нынешнего названия. Город вроде как обязан своим именем Екатерине Второй. Именно проезжая через него, она вздумала примерить колечко, подаренное ей Потемкиным. Карета подскочила на кочке, и колечко выскользнув упало на пол кареты, ну а там была дырка, и через него оно вывалилось в дорожную грязь.

..-Ах, тырка, тырка — закричала императрица (она была немкой и всегда заменяла твердую*д* на мягкую *т*).
Потом она рассказала Потемкину:
…-прикинь, говорит, Гриша. Только колечко достала, а тут скачок на кочке, я… Ах! А там Тырка, …ах..ах Тырка …Гриша виновата в утере колечка не я…а… Тырка.

Потемкин и распорядился:
…-отправить в Ах тырку солдат, искать колечко.

Нашли колечко или нет, история умалчивает. История — вообще дама забывчивая, и уже редко кто вспоминает, что именно здесь родились основы табачного производства России. То есть первая табачная мануфактура и первые плантации табака появились именно в Ахтырке.

Ну, а нас интересует больше пиво (впрочем, как обычно). Местный пивзавод как раз отмечает своё столетие, и мы ожидали большой движняк на предприятии в честь этого. Тем более что Ахтырский пивзавод торжественно объявил о запуске к своему столетию в производство пива *Гусарское* и *Золотое перо*.

Но вот попасть на экскурсию нам не удалось. Здесь в принципе такая тема просто ставит всех в тупик. Никто даже не понимает, как это сделать и кто за это должен отвечать. Завод-то принадлежит *Оболони*, местные говорят — звони в Киев. В Киеве говорят, — разбирайтесь на месте. В общем потратив на звонки уйму времени, ещё дома, а потом и по пути к заводу мы не смогли себе ничего организовать. Понадеялись на фактор личного присутствия, подумали, что если явимся на проходную, то экскурсия как-то всё-таки получится. Зря :). Ничего не получилось.

В Ахтырке есть так же очень интересный Покровский собор 18 века.

Интересен этот храм ещё и тем, что он стоит почти на местном стадионе, точнее, стадион к нему пристроили, и он начинается сразу позади храма в виде только двух боковых трибун, а в торце — храм, и от ворот до его стен полсотни метров. Так что мячи наверное частенько сюда залетают.

После Ахтырки путь держим уже на Сумы, именно *путь*, а местами и просто направление, так как дорогой это назвать сложно. Так переваливаясь с кочки на ямку и подкрались к городу *сахара и сладкоежек*.

Кстати, здесь есть даже памятник сладкоежкам.

Сумы скорее всего получили название от рек на берегах которых он и вырос. Здесь река Сумы и река Сумка впадает в Псел.

Но местные настаивают, что имя города родилось от *сумувати* — грустить. Ведь первоначально здесь была пограничная крепость. Построенная на рубежах российской империи для защиты от турок и крымчан, да впрочем и от поляков тоже. Сюда постоянно приглашались казаки со всей Украины на службу и жительство. Те и писали царю, что …*дужэ сумно *. И царь Алексей Михайлович издал указ, чтобы из российских деревень … *самых красных девок отправлять в Сумы, чтобы хозяйство вели и замуж выходили*.

А Екатерина Вторая как-то сюда отправила на поселение целый караван из очень симпатичных придворных дам (убирала конкуренток). Вот местные и утверждают, что в Сумах самые очаровательные девушки, ведь это наследственное! Так как им прабабушек собирали по всей российской империи, да ещё и на конкурсной основе :).

В городе есть памятник сахару…

…и Харитоненко, который этим сахаром снабжал всю Россию.

Кстати именно он за свои деньги отстроил Троицкий собор. Этот собор — копия Исаакиевского в Петербурге, но у сахарозаводчика были амбиции даже немного превзойти оригинал. Для этого он заказал иконостас из мрамора. Невероятно сложный и задуманный потрясти современников. Его изготавливали в Италии лучшие мастера. Но иконостас погиб во время первой мировой войны, когда его транспортировали из Италии на корабле.

В 60-е годы Хрущев отдал распоряжение собор уничтожить. Но храму повезло, Хрущева сняли и все его распоряжения стали выполнять наоборот. То есть собор не только не снесли, но даже впервые обратили внимание на то, что внутри шедевра архитектуры был склад хоз.товаров. У П. И. Харитоненко было очень много амбициозных планов, он не только украшал свой родной город, но был автором строительства храмов или их реконструкции в различных городах Украины. По его инициативе в Киеве появился памятник Богдану Хмельницкому, он же мечтал и об установке его копии в Сумах.

Ночевка в Сумах у нас в отеле *Шафран*: http://www.shafran.sumy.ua/

Наверное это лучший отель в городе. Номера хорошие, уровень сервиса очень высокий, да и ресторан при отеле так же держит марку. Единственный минус — это отдаленность от центра. То есть всё интересное дальше, чем в шаговой доступности, впрочем нам это не помеха. В центре есть небольшая пешеходная улица, по которой снуют пара вело такси, или велорикши.

На этой улице, конечно, впечатляет Спасо-Преображенский собор. Внутри очень красиво, но фотографировать нельзя.

Чуть дальше Воскресенский собор. Это самое старое каменное сооружение города. По легенде в его стенах замурованы заживо несколько человек. Это были ватажки банд грабителей с большой дороги, и в стены они всегда шли с награбленным добром.

Перед собором есть интересный фонтан, который как бы посвящен городу. Так как основой его экспозиции является сумка.

Ну, а всё в Сумах, связанное с сумками, — это уже символ. Не зря на гербе города изображены три сумки. Как сумки попали на герб, есть три дюжины противоречивых легенд, так что цитировать их наверное ни к чему.

Центр города небольшой, и буквально часа хватит, чтобы обойти его весь, не спеша и с расстановкой. Так что нам пришлось его выгулять дважды, так сказать с закреплением.

Зашли в пару ресторанчиков, но ничего не удивило, чтобы помечать их отдельно.

Уже за городом в Сумах есть ресторан-пивоварня *Порт-Роял*. Там не только варят замечательное пиво разных сортов, но и могут нормально делать из своего светлого и темного *резаное* пиво.

Адресок *Порт-Рояла* мы взяли на сайте http://beerloga.dn.ua/

Впрочем, по пиву, ресторанам и пивоварням Украины и Европы мы всегда берём здесь информацию.

5 мая

На сегодня у нас первым пунктом Путивль, от Сум это ровно сто километров.

І плаче, плаче Ярославна
В Путивлі на валу на брамі

Вот первым пунктом мы и взобрались на вал, где бронзовая Ярославна взывает к Днепру, ветру и солнцу.

Здесь же когда-то стоял и древний Путивль, со стен которого в сторону Дона и несся плач Ярославны. Сейчас это небольшой уездный город, который может предложить туристу много интересного.

Например Святодуховский монастырь 17 века.

Он предлагает к осмотру уникальный иконостас, который благополучно пережил советские времена, так как кто-то находчиво просто все иконы закрасил.

А они архитектурно были утоплены как бы в нишах. В итоге всё получилось натурально и никто не додумался стены пошкрябать. 70 лет они ждали своего часа под слоем краски и штукатурки. В этом монастыре, кстати, есть люстра, подаренная лично Петром Первым.

В паре километрах от него есть Молчанский монастырь-крепость 16 века. Он сейчас уже почти полностью восстановлен.

От Путивля выбрались на просто шикарную трассу, которая и привела нас к Батурину.

Этот небольшой городок когда-то был гетьманской столицей Украины, да и просто история страны одно время крутилась активно вокруг него. От тех времен осталось немного и при этом уже связанное не со столичной историей Батурина, которая закончилась вместе с Мазепой, а с Кириллом Разумовским и тем, что он построил в этом городе.

Дворец Разумовского особо не впечатлил, как-то все офисно, что ли. То есть много пустого пространства, холодно и строго. Из трех зданий ансамбля, отреставрировано только центральное, в нем и проводят экскурсию. Боковые ещё ждут ремонта, впрочем, как и парк с тыльной стороны зданий.

А вот комплекс возле Батуринской крепости понравился (51°20'33.72''N, 32°53'13.92''E).

Здесь пара внушительных бронзовых монументов, сама крепость и церковь Воскресения Христова, где и покоится Кирилл Разумовский.

После бегства Мазепы Батурин был почти до основания разрушен Меньшиковым, точнее, разобран. Ему донесли, что (по слухам) Мазепа большую часть своих сокровищ замуровал в стене. А вот в какой стене, было неизвестно. В итоге Меньшиков пригнал несколько тысяч солдат в Батурин, и они разобрали все стены, какие были тогда в этом городе.

Золота не нашли.

В Чернигове буквально на въезде есть интересный памятник тем, кто этот город защищал на протяжении столетий,…

…за ним на возвышенности стоит Успенский собор.

С него мы и начали знакомство с городом.

Колокольня собора дает прекрасный обзор, весь город буквально на ладонях. И когда мы выбрались на самую макушку и внимательно его осмотрели, то стало немного грустно. Ничего интересного мы не увидели. С колокольни Чернигов выглядят как большая деревня с редкими вкраплениями советских высоток. Четыре проёма на маковке башни, словно дают выбор: …налево пойдешь, направо пойдешь. То есть выбирай направление, выбирай, что нравится и… и иди изучай город. Три окна пусты, целей нет и смотреть нечего.

Четвертое — это Успенский собор. Ему больше девяти веков, с колокольни прекрасный обзор этого собора, да и всего Елецкого монастыря вокруг него.

Теперь мы выбираемся к заповеднику *Стародавний Чернигов* или Детинец.

Это небольшой фрагмент в центре города, того, каким Чернигов был когда то. В тенистом парке сохранились несколько прекрасных церквей двенадцатого века.

Борисоглебский, Ильинский, Спасский.

Здесь, конечно, нам очень понравилось. Церкви не действующие, они сейчас просто как музейные экспонаты. В их стенах также несколько музеев, причем самых необычных, например, шоколада.

Периметром парка выставлены разномастные пушки, из которых кто-то обязательно стреляет под объективом фотоаппарата, или старается их оседлать.

Всё таки цифра — великое изобретение. Сколько тонн фотокарточек, ежедневно забивали стелажи и серванты туристов, оседая в пухлых фотоальбомах. Под каждым *рыбным* местом стоял свой фотограф, который с него и кормился, тиражируя один и тот же ракурс, снова и снова. И дирижируя, кому и когда можно стать на фоне объекта.

Фото — это было сложно и торжественно.

А сейчас все стали словно японцы. Хронометраж идет ежесекундно и мимолетом. Камеры, телефоны и ещё непонятно что. Пушки, на пушках, под ними, быстро скользь и на ходу — но непрерывно. Себя, друг друга и тех, кто успел вам вставить в кадр свою руку или голову. Количество фото растет стремительно, но абстрактно. Лично я за последние пять лет не отпечатал ни одной фотографии, а снимать стал в несколько раз больше.

В парке бронзовый Шевченко с мольбертом в руке, долго думает, что ему рисовать. А за это время на лавочке рядом с ним меняются поколения. И в этой чехарде, каждый делает довольно качественную зарисовку в цифре, и не одну.

А Шевченко всё смотрит и смотрит, с досадой и недоумением.

Реалии нашего времени — это и мобильные памятники. Точнее живые статуи. Они далеки от бронзы, как и фотка от картины. Но ведь похожи, да и удобней. Если в ракурс не вписываешься, они ракурс-то изменят, подвинутся, или поменяют его полностью. Заказывай :).

В прогулке по парку незаметно пролетели несколько часов, и мы поспешили на заселение.

В Чернигове мы бронировали отель *Украина*, http://www.hotel-ukraina.com.ua/

это ещё советская высотка, но с отличным месторасположением. Приведена почти в современность, но с отсутствием интернета и завтрака. Впрочем и то и другое компенсируют пару кафешек, расположенные рядом.

От отеля мы снова направляемся в сторону парка с заповедником *Стародавний Чернигов*. Просто получается, что и остальные достопримечательности города, которые мы ещё не осмотрели, расположены как раз в одну линию по направлению к Детинцу.

Впрочем их осталось самую малость.

Первой значится Красная Площадь, к ней мы выходим по пр.Мира.

Площадь огромная, и наверное не уступает по размерам своей московской тезке, но, конечно, на размерах её сходство и заканчивается. Смотреть на ней толком нечего. Поэтому продолжаем движение по пр. Мира. Здесь ещё, наверное, с советских времен монументально увековечены различные деятели, так или иначе связанные с Черниговом. Аллея, правда, односторонняя, но смотрится неплохо, тем более, что на всей её протяженности весело шустрят фонтаны.

Сквозь капельное ассорти горят золотом купола Екатерининской церкви, в которую и упирается пр.Мира.

Парк как-то неуловимо преобразился, стал более домашним, что ли! К вечеру он наполнился людьми, которые не гуляли в нем, или фотались на его фоне, а именно в нем отдыхали. Занимались только собой, но в гармонии с парком.

Финалом этого дня стала небольшая дискотека под открытым небом, которая лично нас очень растрогала. Пожилые люди весело и самозабвенно танцевали парами под звуки современной эстрады, их было много, и им было хорошо.

6 мая

С утра забежали в кафе*Чашка*, оно находится прямо у стен отеля и начинает работать с 7 утра. В ассортименте куча толковых завтраков, но я по привычке налёг на овсянку и тройной кофеёк.

До границы нам 55 километров, так что буквально полчаса, и мы на месте.

Таможня в сторону Беларуси была абсолютна пустая, а вот по встречке (на въезд в Украину) тянулся длинный и очень плотный хвост.

Наших мы прошли за пару минут. Загранпаспорта не нужны, таможню вполне устраивают и гражданские. Таможенники Беларуси нас встретили более внимательно. К заполнению надо миграционные карточки и таможенную декларацию на машину. Машины с украинскими номерами пускают через красный коридор, а с российскими и белорусскими — через зелёный. В итоге на зелёном очередь и всё довольно медленно, а на красном свободно, да впрочем-то и быстро.

Единственный минус, и причем довольно большой, это количество комаров. Здесь их буквально стада. Таможенники в своих будках, уже не просматриваются через стекло, оно сизое от кумара фумигаторов. А мы танцуем перед ними на асфальте, хлопая по десятку кровососов в минуту. То ли я так отвык за зиму от комарья, то ли они изголодались. Но настырность и плотность этой братии ужаснули.

Первым пунктом в Беларуси у нас Гомель, это 50 км от границы. По дороге к Гомелю подметили отличие от Украины. Разница была заметна сразу.

С дорог исчезли все бигборды с рекламой, вместе с ними исчезли придорожные кафе и рестораны. А также все виды торговли на обочинах, включая бабушек в деревнях с их молоком и сметаной. Дороги стали немного лучше, лётчиков на них меньше. Впрочем и машин на дорогах тоже.

В Гомеле едем к дворцу Румянцева-Паскевича (52° 25′ 20″ N, 31° 0′ 59″ E), он расположен в центре огромного и очень ухоженного парка на крутом берегу реки Сож. Прогулялись по парку, умиляясь на откормленных белок, которые всё равно продолжали усиленно жрать семечки с десятков ладошек.

Наверное каждый день они их едят больше чем сами весят. В парке есть ещё Петропавловский собор, часовня усыпальница Паскевича, да и сам парк стоит того, чтобы в нём неспешно погулять.

На набережной реки Сож есть интересный бронзовый памятник, он как бы объясняет название города — Гомель.

По легенде, плывя по реке Сож, основатель города вдруг посередине реки наткнулся на мель, и в досаде закричал

…Го…мель. — Получается у наших предков, слово *Го* заменяло слово *бл…ь*, ну а что ещё воскликнешь, когда внезапно сядешь на мель?
В общем сел он на мель, оглянулся и думает:
…Красота *го* какая кругом то,
Эх…*го*…. город бы тут построить … хорошо *го* было бы …!

Ну, в общем, и построил город.

После прогулок по городу отправились на фабрику *Спартак*: http://www.spartak.by/.

Это одно из лучших кондитерских предприятий Беларуси, специализация — конфеты с ягодной начинкой.

Ну и наборы конфет очень интересные, особенно килограммовые «Спадчына Беларусi», в этой коробке собраны все архитектурные достопримечательности, так что два в одном и вкусно и познавательно.

После Гомеля двигаем на Могилёв. Ночевка у нас в отеле *Губернская*: http://www.gubernsky.by/.

Хорошее месторасположение и вполне солидный отель. Почти сразу от отеля начинается очень длинная пешеходная улица. Её жемчужиной, конечно же, является Звездная площадь, в центре которой стоит звездочет, приглашающий всех желающих заглянуть в телескоп. Этот бронзовый монумент по совместительству выполняет роль солнечных часов. А полукругом расположенные стулья — цифры.

В конце пешеходной улицы старая ратуша, символ успешности Могилёва.

В ней несколько раз бывал Николай Второй, впрочем, он почти два года жил в Могилёве. Потому что здесь в Первую Мировую была Ставка. Его, кстати, выделяли как центровой и в СССР, в 37 было решено сделать его столицей и он почти ею стал, но присоединение Западной Беларуси опять вернуло пальму первенства Минску, потому что он был точно в центре новой расширенной страны. После войны к столичности Могилёва опять вернулись, но как-то не сложилось.

Этот город регулярно уничтожался. В 1708 его полностью сожгли по приказу Петра Первого. Затем каждая война оставляла на нём свой след. Особенно ВОВ.

Древностей и исторических достопримечательностей в нём немного.

Стоит заехать в Никольский монастырь семнадцатого века (53°53'37"N, 30°20'44"E), он на окраине города и это уберегло его от разрушений. Внутри монастырь украшен богатой резьбой. Именно наслышанный о её красоте царь Фёдор Третий пригласил мастеров, её сделавших, оформлять Смоленский собор в Новодевичьем монастыре. В монастыре очень много частиц Святых мощей, он постоянно посещаем паломниками со всей страны.

В Могилёве есть небольшая пивоварня *Нагорный Посад*, она расположена прямо на пешеходной улице (Ленинская, 11).

Пиво неплохое, интерьер тоже, а вот кухня слабенькая.

Лучше перебраться к Звездной площади в корчму *На Шкловском Базаре*, здесь подают пиво с того же *Нагорного Посада*, но кухня заметно получше.

Фотоальбомы по каждому городу и интересному месту, описанные в этом туре, есть на сайте http://avtoturist.dn.ua/.

7 мая

Первым делом с утра решили обозначить себя на территории Беларуси. Этот принцип маркировки путешествий подмотал у *двух океанов* (впрочем спросился ), так что авторские права соблюдены :).

И сразу рванули на заправку. Бензин оказался почти вдвое дешевле, чем у нас на Украине. В мае за него просили 6 800 рублей, эт я про 95-й. Сейчас очень просто переводить белорусские рубли в гривню, в мае 2012 соотношение тысяча рублей — одна гривня. Получается бензин по 6,80 гривень за литр, а наш уже подкрался к 12.

В итоге Украина, наверное, единственная страна в мире где бензин намного дороже пива.

На заправках заправлять надо самому, заправщиков нет и платить требуют авансом. Но интересно и то, что бензин можно покупать не только за бел.рубли но за доллары, евро и рос.рубли. Надо просто предупредить чем будешь платить. Но за валюту заправляться немного выгодней, литр по 0,82 америкосных баксов или по 0,64 евро. Так что в дальнейшем платили баксом.

На заправках продукты и напитки дешевле чем в магазинах (у нас наоборот). Оказывается, АЗСам законом ограничили наценку в 20%. В дальнейшем минералку мы покупали обычно только на них. Но бывали и исключения, иногда встречали на заправках цены как в магазинах. Скорее всего, всё немного сложней.

Дороги отличные, даже обидно, что на пустынных четырехполосках ограничение в 90 км. Местами были участи по три полосы в каждом направлении. То есть вполне европейские автобаны, правда, иногда с селами по бокам и ограничением в *60*.

Был и полноценный автобан с режимом в 120, за него взяли на кассе 4 $. Причем машине с иностранными номерами нельзя платить белорусскими рублями, надо только валютой.

Первым пунктом у нас сегодня Дудутки (53°35.796' N 27°41.061' E).

Это белорусское этнопоселение, здесь в домиках можно посмотреть как лепят горшки, ткут лён и т.д. Окунуться в жизнь местных деревень, какой она была 100-200 лет назад, их быт и традиции. Но вот только окунуться нам и не получилось. Каждый понедельник мастера отдыхают. Выходной. Так что мы довольствовались только осмотром этих мест.

Рядом есть небольшой хуторок с мельницей и очень интересный дорожный знак, который запрещает *Дон Кихотам* приближаться к нему. Мельниц в Беларуси осталось очень мало, и, чтобы спасти их от злобных Дон Кихотов, их занесли в Красную книгу :).

Теперь мигрируем в Минск.

Начали знакомство с городом опять через вкусняшки. Ну, а сладким символом Минска можно считать фабрику *Коммунарка* (ул. Аранская, 18): http://www.kommunarka.by/.

Небольшой паркинг перед фабрикой просто нашпигован машинами, все подъезды к фабрике тоже. Так как дальше смещаться было некуда (за паркингом сразу начинается трасса), то, проявив чудеса пилотажа, втулились с сантиметровым зазором.

Таримся конфетами, пытаясь по максиму охватить ассортимент, которым гордится эта фабрика. Для конфет и шоколада мы с дома захватили несколько термосумок и не переживаем за яркое солнышко и жару, которая стоит на улице.

Рядом с фирменным магазином на *Коммунарке* есть ещё и фирменное кафе, а при нём видов двадцать горячего шоколада. Конечно, зашли на дегустацию. Вкусно, очень вкусно (чуть не слиплась)… хм, если бы взяли по второй чашке, точно бы слиплась :).

Теперь едем в центр. Город на всем протяжении плотно украшен к Дню Победы, всюду флаги, плакаты и лайбоксы.

Гаишники не встречались, не знаю, может, мы просто с ними разминулись, может, их совесть замучила и в предпраздничные дни они не прячутся (словно вампиры) в тени и тихих закутках, а может, их тут и вправду нет. Но по Минску я их не увидел.

Осмотрели костел св. Симеона и Елены (53°53'47"N, 27°32'51"E). Необычное строение.

Интересно расписан потолок, вроде ничего особенного, просто какая-то непонятная геометрия, а завораживает. Кстати, в костеле я впервые услышал в Белоруссии её исконную речь. Падре читал молитву на белорусском. Второй раз этот язык я услышал в метро, когда машинист объявлял станции. Больше нигде. Абсолютно. На улицах, магазинах, радио, телевиденье. Везде всё по русски. Гомель, Могилев, Минск, Брест.

Я не очень праздную политику, да и политиков тоже. Но здесь впервые подумал, а может, наши в чем-то и правы, что всё-таки не допускают двухязычия на госуровне.

Мне кажется, что русский уже вытеснил белорусский. Это, наверное, закономерно, его влияние через массмедиа просто тотальное. Западное кино заходит с русским дубляжом, российское — тоже на подъёме. Дети взрослеют на мультиках. Книги, газеты, журналы поставляются из России и, естественно, эстрада, и шоу-программы тоже. И главное, телевидение. Его много. Оно разнообразно, но оно всё российское. Всё на русском.

Лукашенко в телевизоре, и тот по русски обещает всем по 500 баксов к концу года, как минимум, в зарплате.

Белорусский остался в надписях и названиях. Некоторые, конечно, умиляют.

Я как представитель русскоязычного региона (Донецк) всегда выступал за придание у нас русскому языку статуса государственного, но поездка в Беларусь впервые зародила сомнение. А прав ли? Ситуация, которая там вызрела, с точностью повторилась бы и у нас, а титульный язык страдать не должен. Выстраивать двухязычие надо осторожно, оно обязательно должно быть, но наверное после того как уровень нашего кино догонит российский, ассортимент книг и журналов станет сопоставим. В общем, когда условия развития двух языков сравняются. Телевидение, например, за последние пару лет очень эволюционировало и вышло на уровень российского, а шоу программ на украинском транслируется уже даже больше. Так что, наверное, просто всему своё время.

Думали заехать ещё в несколько мест, но в середине дня движение на улицах было очень плотное, и решили оставить машину возле отеля и изучать город с помощью метро.

Заселение у нас в *Дом Москвы*: http://www.mkdc.by/.

Слегка покружив по улицам выбрались к нему.

…-извините но надо немного подождать, люди из вашего номера ещё не выехали.
…-в смысле? Ждать. У вас заселение с какого часа?
…-с двенадцати, но час, полтора мы имеем право задержаться.
…-хорошо, но сейчас уже ДВА!
…-скажите спасибо, что вообще номера есть.
…-так мы же бронировали заранее у вас номер.
...-ну и что, знаете сейчас сколько желающих? Перед Днём Победы?

Вот такой вот сервис. Уселись мы под рецепшином и стали ждать на чемоданах.

Обидно, конечно, лучше бы ещё покатались по Минску. Планируешь, планируешь. Выстраиваешь буквально каждый метр в маршруте, чтобы К.П.Д был на максимуме, а тут бац… и *Дом Москвы*.

Получив долгожданные ключи, побросали вещи в номер и в рванули наверстывать упущенное. Отель стоит буквально на бережку Свислочи, вот вдоль набережной и прогулялись. Лодочки уже вовсю соревновались с утками на зеркальной глади воды.

Май усиленно грел воду и отдыхающих.

Но небольшом островке есть часовенка воинам-интернационалистам…

…и рядом с ней бронзовый ангел, который словно стыдливо прикрывает ладонью лицо, краснея и не понимая, зачем люди натерли ему бронзовый пипирик, и почему девушки, фотографируясь, обычно за него держатся.

Сейчас в Минске активно обсуждают, как изменить отношение людей, которые сюда приходят. Ведь это Остров Скорби, а на него ходят туристы просто ради фоток, заезжают свадьбы и гуляют праздно шатающиеся.

Ангел скорбит о погибших, а не ждет девушек, которые хватают его за пипирик.

Затем так же вдоль набережной выходим к верхнему городу. По пути у нас станция метро Немига. Здесь в 1999 году, спасаясь от ливня с градом, люди попытались укрыться в подземном переходе. В итоге возникла давка и погибло 53 человека.

Ступени возле станции украшены бронзовыми цветами.

По переходу входим непосредственно в старую часть Минска. Здесь целый ансамбль очень знаковых строений.

Понравилась бронзовая карета, она буквально в двух шагах от собора Св. Духа (53°54'17"N, 27°33'22"E).

Пара бронзовых лошадей словно магнитом стягивает к себе туристов и местных.

Интересно, с какой скоростью её постоянно фиксируют в фото окружающие? Вот есть же встречи выпускников, надо бы какому нибудь сайту запустить такую фишку.

Например: Всем, кто сфотался 7мая с 16:00-до 17:00 возле бронзовой кареты (пирамиды, мавзолея и т.д), выложить свои фотки на сайте таком то…!

И составить потом из присланного материала хронометраж и путь на карте, куда эти фотки разбежались, наверное, получилось бы прикольно.

В Минске возле Комаровского рынка на небольшом пятачке есть несколько очень прикольных бронзовых фигур. К нему удобно доехать на метро, ст. «Якуба Колоса».

В Минске метро несложное, всего две линии — красная и синяя, и с одной точкой пересечения. Жетон полторы тысячи рублей.

Рядом с площадью Я. Колоса стоит ЦУМ,…

…возле него была развернута импровизированная сцена, на которой постоянно выступали коллективы народной самодеятельности,

…а какая-то военная часть вывезла полевую кухню и кормила всех желающих перловкой, у нас на заставе перловка почему-то называлась *Дробуха* или *Дробь 16*.

Пользуясь случаем, всех погранцов поздравляю с *Днем Пограничника* — Граница на замке!

В ЦУМ мы тоже забежали, пройтись визуально по белорусским товарам. Многие отчеты, которые мы читали перед поездкой, в один голос твердили о невероятно низких ценах на товары местного производства. ЦУМ действительно торгует почти исключительно всем производства Беларуси.

По качеству добротное, тут, конечно, советские ГОСТы себя оправдывают. По дизайну многое аляповато и стрёмно, опять же СССР ещё жив. По ценам, не дешевле, чем в Украине, а скорее, чуть дороже.

Импорт же дороже и причем заметно, процентов на пятьдесят, я имею в виду различные брендовые вещи типа «Nivea», «Жилет». Но крема и косметика производства Беларуси дешевы, выбор очень большой, качество хорошее, так что в принципе можно полностью заменить ту же «Nivea» да и любую другую косметику на белорусскую.

Дороже и лекарства, ну опять же импортные и украинские. Причем наценка на Меновазин меня вообще смутила, он здесь был аж в пять раз дороже, чем у нас.

По продуктам в Беларуси ситуация почти такая же, точнее, по ценам на них. Но тут определиться сложнее, особенно с хлебом и мясо-молочкой. В Беларуси ассортимент меньше, то есть уже.

У нас например вареная колбаса предлагается от 16 грн. до 75-ти за кило, но сортов и видов уйма, а здесь от 26 до 50, но разновидностей в разы меньше. С сырами такая же песня.

Пиво и вино-водочные немного дороже. Халва и печенье тоже. Импортного спиртного мало, и оно очень дорого.

Но, в общем-то, я описываю ситуацию на май 2012 года, возможно, волны подорожания у нас немного не совпадают по амплитуде, и именно в мае в Украине синусоида вниз, а у них на пике. Ну и доллар пока по 8 050 рубчиков. Вырастет процентов на 10, и ситуация перевернется.

Минск очень понравился, такой образцово-показательный город. Чисто, аккуратно, празднично.

В глаза бросается отсутствие граффити и рекламы, причем нет рекламы и самого Лукашенко. Вроде диктаторы любят свои портреты на стенах домов и цитаты из своих мудростей. Здесь Бацька в виде бигборда не был замечен нами ни разу. Город украшен везде красно-зелёными флагами. Украшен тотально. И, конечно же, везде поздравления с Днём Победы.

Вообще 9 мая в Беларуси больше, чем праздник. Эта страна тяжелее других пострадала в годы ВОВ. Танковые катки отутюжили её вдоль и поперёк. В стране не было ни одного населённого пункта, который бы не был хотя бы частично разрушен. Война достала каждую деревеньку, как бы она ни пряталась в лесу или болотах.

Белорусы больше любой другой нации пострадали в той войне. Был убит каждый четвёртый, то есть истребили четверть нации. Каждый третий был ранен или покалечен. Абсолютно в каждой семье был кто то ранен или убит.

Ни одна другая национальность не понесла такой потери своего генофонда. Ведь большинство погибших были до 35 лет. Из выживших больше половины были люди старше сорока пяти и не оставившие потом потомства.

Лукашенко очень много уделяет сил и времени именно тому, чтобы молодое поколение понимало, что тогда произошло. Ветеранов здесь действительно уважают, это было очень заметно по многим мелочам. Кстати, отделы *для ветеранов* в Беларуси есть до сих пор.

В Минске есть интересный ресторан со своей пивоварней *Раковский Бровар* на ул. Витебская, 10. Место знаковое и несмотря на то, что находится во дворах, столик надо бронировать заранее, потому что здесь буквально битком. Кухня, правда, не очень, ну или здесь просто принципы средневековья *Чем жирнее, тем лучше*, но вот атмосфера и четыре сорта пива, которые они предлагают, конечно, понравились.

8 мая

Сегодня у нас символ туризма Беларусии — Мирский замок (53° 27′ 4″ N, 26° 28′ 23″ E).

К нему мы утречком и подъехали, оставив позади себя 99 км, которые отделяют замок от Минска. Замок недавно отреставрирован. Смотрится потрясающе, туристов очень много. Музейная экспозиция слабовата, интересного мало. Но пара залов вполне интересны. Это зал макетов, где можно посмотреть не только Мирский, но и остальные замки Беларуси.

Небольшой внутренний двор и деревянные балконы по периметру стен.

Самим замком можно любоваться с любого ракурса.

К каждой башне ведут винтом по паре лестниц, они очень узкие и почти без пролетов. Поэтому приходится спрашивать вверх(или вниз):

..-эй, есть кто нибудь?

Потому что внутри разминуться уже почти невозможно.

К некоторым лестницам доступ туриста ограничили.

Конечно, есть подвалы, где томились представители оппозиции. Подвалы пополнялись после каждых демократических выборов.

На одной из стен ещё сохранилась голова барана. Его дух является хранителем замка, правда, в хранители он пошел не по своей воле. В средние века существовал ритуал, с головы живого животного делали полный слепок и читали соответствующие заклинания, чтобы украсть тень. Потом этот слепок, точнее, отлитую по нему голову и встраивали в стену. У встроенной головы была тень, но это тень была ещё живого зверя. После этого обычно животное в течении пары дней погибало. А его дух, был вынужден охранять украденную у него тень, ну и, естественно, замок, на который эта тень падала.

Так когда-то *подставили* и этого барана.

В тридцати километрах от Мирского есть Несвижский замок (53° 13′ 22.36″ N, 26° 41′ 30.25″ E).

Он расположен в центре большого парка, который тоже является памятником, и въезд на его территорию запрещен. Этим бессовестно пользуются паркинги по краям парка и берут за парковку по 50 тыс. (6$)

… -не слишком вы дерёте, за час постоя то? Возмутился я.
… -так стойте сутки, мы же не против. Мы берём деньги не за время, а за въезд на паркинг, — парировал мне парковщик. Вот такая арифметика :).

Несвижский замок очень красиво смотрится снаружи. Внутренняя экспозиция, так, как и в Мирском, бедная и простенькая. Во внутреннем дворе понравились вёдра, которые висят по периметру колодца. Понравились тем, что они на половину заполнены деньгами.

Ещё в Несвиже есть костел Иезуитов 16 века, и почти вплотную к нему прижимается башня, оставшаяся от каких-то оборонительных сооружений. И ратуша 16 века на небольшой городской площади.

От костела до ратуши буквально сто метров — очень удобно. Там была и обменка, и мы заодно прикупили себе белорусских рублей. В Минске это сделать не удалось, на всех обменках значилось, что белорусские рубли закончились.

Дальше едем через Сынковичи, здесь есть интересная церковь Св. Арх. Михаила (53°7'23"N, 25°9'27"E), она как бы находится в поле и уже за деревней.

Церковь овеяна легендами. Возраст её спорен, по одной из легенд, в ней прятался князь Витовт, по второй, он её и построил в честь своего чудесного спасения. Затем двигаем к белорусскому Версалю в городок Ружаны. По дороге удивляет количество гнезд аистов. Буквально каждый столб украшен короной из гнезда и часовым в виде аиста. Интересно, кто первый *невозвращенец*, который поселился на столбе. Ведь столбы появились не больше ста лет назад, да и печные трубы всего пару сотен лет в деревнях строят. Получается, птицы не только друг с другом общаются, но ещё и подматывают ноу-хау, подсматривают за соседями и перенимают лучшее. Поселился первый аист на столбе, научил родычей, те рассказали соседям и всё!

Селится на столбах стало круто :).

В Ружанах находятся остатки дворцового комплекса Сапег (52°51'53"N, 24°53'26"E). Сейчас здесь только руины, но и они впечатляют своим размахом. Возможно, когда сюда доберутся реставраторы, дворец Сапег снова возродится, и белорусский Версаль составит конкуренцию французскому.

В двадцати километрах от него Дворец Пусловских (52°45'35"N, 25°9'18"E) в Коссово. Вот к нему реставраторы уже добрались, и сейчас дворец буквально возрождается на глазах. Это строение 19 века, в нем двенадцать башен и целое море различных символов, привязанных к временам года, месяцам и знакам зодиака. Дворец сожгли в ВОВ партизаны, вместе с немцами, которые в нём что-то отмечали.

Недалеко от дворца есть дом-музей Тадеуша Костюшко. Этот великий белорус, наверное, единственный, кто является национальным героем США, Беларуси, Литвы, Польши и почетный гражданин Франции. Начав как учитель рисования, он затем сделал головокружительную карьеру в военном искусстве. Ему предлагали возглавить Польшу как Наполеон, так и Александр Первый, и он обоим отказал.

В честь Костюшко по всему миру названы мосты, улицы и поселки.

В музей мы не попали, потому что был предпраздничный день и он работал всего лишь до обеда.

Теперь у нас пробег в 150 км к Бресту и заселение в отеле на его окраине.

*Сядзiба Рынькаўка*: http://rinkavka.by/index.html

Отель оказался на удивление уютным и комфортным, а ресторан наконец-то порадовал большим выбором национальной белоруской кухни. Готовят вкусно, да и ресторан симпатичный. Он оправдывает название *Садыба* — Усадьба.

Очень заботливый администратор подробно рассказал, какие мероприятия планирует провести отель 9 мая. При этом в номере лежала распечатанная программка с перечнем всего, что будет происходить в праздник. Так же нам дали кучу советов, расспросили о наших планах и спросили, надо ли им принять участие, чтобы они сбылись. И, конечно, первый раз мы столкнулись с таким сервисом, как предоставление на время ноутбуков.

Вечер с удовольствием провели в компании лебедей, которые вальяжно прогуливались вдоль берега речки.

9 мая

С утра вызвали такси и поехали к Брестской крепости. Шествие начинается в 11 часов, но мы решили выехать пораньше. Во-первых, осмотреть крепость до наплыва людей, и во-вторых пока ещё к крепости не перекрыты подъезды, успеть к ней добраться. Поэтому мы были внутри до 9 часов. Крепость по площади оказалась просто огромной, я как-то не представлял себе таких масштабов. При этом раньше-то всё было плотно застроено. Это целый город, огромный военный город, предназначенный остановить вражескую армию и выдержать оборону.

Посетили музей крепости. В нём собрана очень интересная экспозиция, не знаю, кто подбирал материал, а особенно, кто составлял тексты подписей под многочисленными фотками, но в ходе осмотра коллекции музея к горлу начинает подкатывать ком. Ужас и величину катастрофы, которая обрушилась на эти места 22 июня 1941года, начинаешь ощущать физически.

Есть экспозиция, посвященная обороне крепости в 1939 году. Корпус Гудериана тогда несколько дней безуспешно атаковал крепость. После гибели половины защитников, в ночь на 17 сентября поляки её оставили и ушли в Тересполь.

Через пять дней немцы передали её Красной армии. Кстати, готовя нападение в 41 году, немцы привлекли тех солдат и офицеров, которые штурмовали крепость в 1939 году.

Торжественная колона начала движение в 10:40, а вот делегации школ, техникумов и т.д. выстроились ещё с девяти. Солдаты и милиция в оцеплении тоже стояли навытяжку с 9 часов.

Официальная часть стартанув в одиннадцать, растянулась почти на час. Затем всё завертелось в собственном соку. Оцепление сняли, милиция перестала контролировать стёжки и дорожки, и все разбрелись, кто и где считал нужным.

Мы вышли за пределы крепости и пошли к музею железной дороги, он буквально в ста метрах. Коллекция паровозов здесь одна из крупнейших в СНГ, и главное, что они действующие. Абсолютно все на ходу и постоянно участвуют в киносъёмках.

Слегка прошлись по Бресту. Уютный небольшой городок. Очень чистый и зелёный.

Затем вернулись в отель и, взяв машину, рванули в Беловежскую Пущу. Ориентиром у нас село Каменюки, именно здесь официальный вход в заповедник. От Бреста это сорок километров. (52°34'24"N, 23°47'54"E)

На кассе предлагается несколько видов экскурсий, мы взяли только обзор вольеров с животными. Расстояния большие. Конечно, самое интересное — это зубры. Вблизи они огромные. В холке под два метра ростом, а лоб в полметра шириной.

Растрогал новорожденный зубренок. Шатаясь и ещё с висящей пуповиной, он постоянно жался к мамке, а та его умелыми пинками подкорректировала себе ровно под вымя. И, впервые вкусив молока, малец затрясся, словно бумажный и на ветру.

В 15 километрах от Каменюк есть городок Каменец, официально он и считается воротами в Беловежскую пущу. Городок очень древний, описан ещё в Ипатьевской летописи. С тех времен до наших дней сохранилась башня Донжон, её обычно и изображают на гербах этого края, Каменецкой Пущи и Беловежской пущи.

Башня в летописях значилась как *белая* (біла вєжа), поэтому, когда в эти края заехал Хрущев и ему показали *Белую башню*, он возмутился. Башня-то на самом деле кирпичная, то есть красно-коричневого цвета.

…-непорядок, — говорит…-дурите нашего брата, называете *белая*, а она *красная*, облезла, наверное, почему не подкрасите?

Местные партийные бонзы тут же отдали приказ башню выкрасить в белый цвет.

Потом эту краску пару недель отдирали альпинисты, и всё равно она ещё местами проступает.

Возле башни, на лотке был большой выбор магнитов и прочих сувениров с символикой пущи и Белоруссии. Цены и ассортимент приятно удивили, да и торгующий легко шел на контакт и скидки. Так что, оказавшись под башней, смело пополняйте коллекцию на свой холодильник.

В ста метрах от башни есть церковь Св. Симеона, на её постройку деньги выдал в 1913 году лично Николай Второй. Он в том году праздновал 300-летие дома Романовых и был щедр.

У подножия храма красивый памятник князю Владимиру Васильковичу, в 13 веке он *белую* башню и построил. Назвал её *Белая Вежа*, а места вокруг получили имя *белавежские*. В итоге Белавежскую пущу знают все, а башенка, в честь которой она названа, подзабыта и скромно прячется в городке Каменец.

Вернувшись в отель *Рынковка*, снова погрузились в празднование Дня Победы. Здесь уже работала полевая кухня. Всех желающих угощали гречневой кашей с мясом и давали *фронтовые* сто грамм.

В беседке было накрыто для ветеранов. Для них же была организованна и шоу-программа. Я никогда не думал, что небольшой отель может так масштабно организовать и провести праздник. Причем, наверное, это уже традиция, сюда подтянулось довольно много людей из Бреста.

Конкурсы, соревнования, и проба своих сил в альпинизме.

Выступали различные музыкальные коллективы, и все активно и искренне включились в празднование.

Тост один.

….* спасибо деду за Победу*.

К вечеру приехал оркестр погранвойск Брестского округа. Кроме музыки они творили буквально чудеса. Построение постоянно перемещалось, ни на мгновение не сбиваясь с ритма. Они сходились и расходились, словно японцы в ролике про студентов (https://www.youtube.com/watch?v=xq38EDjPdaE), только все это было намного дольше по времени. Затем в их номера добавились и костюмированные номера и романтические этюды. При этом количество зрителей почти равнялось количеству выступающих. Но они, как настоящие профессионалы, работали с полной самоотдачей.

В общем, никогда не ожидал, что празднование Дня Победы может быть таким ярким, искрометным и насыщенным. Кульминацией этого дня стал салют.

Салют просто поразил, мы буквально месяц назад были на Юморине в Одессе и там финалом праздника тоже был салют, но, по сравнение с тем, как отстрелялся отель *Рынковка*, салют в Одессе слегка уступал. Но как сравнивать возможности отеля и Одессы ?

И главное! На протяжении всего салюта духовой оркестр играл *День Победы*. Потрясающие ощущения!

Приезжать сюда на 9 мая однозначно стоит, мы получили море эмоций и массу впечатлений. Да чего там, мы были просто потрясены и очарованы.

10 мая

Кажется, наша симпатия к отелю*Рынковка* оказалась взаимной, и он категорически не хотел нас отпускать. С утра отъехав уже километров сто в направлении Гродно, мы вдруг вспомнили, что забыли куртки в шифоньере нашего номера. Комбэк, и дорога обратно.

Взяли ключи на рецепшине, объяснив, почему вернулись. Бегом в номер, и в темпе назад. Затем забросив куртки на задние сиденья, рванули догонять свои потери по времени. Через пару минут звонок уже с отеля.

…-Вы же ключики не сдали!

Вернулись опять. Спросили, где у них зеркало. Посмотрелись. Присели на дорожку. Тишина. Птички поют. Солнечно. Блин! Хоть ещё оставайся на пару дней. Но труба зовет. Ещё раз глянули в зеркало. И после этого уже без приключений доехали до Гродно.

Правда, когда дорога повела через деревушку Гнезно, сфотали местный костел. Странная башня у него для костелов, как-то необычно смотрится. На фасаде дата постройки: 1524 год, — то есть вполне древнее строение, а вокруг кучка домиков, которым вряд ли полсотни лет, и больше никаких более или менее старых строений. Такой один в поле воин.

В Гродно заселение у нас в отеле *Славия*: http://www.hotel-slavia.by/. Неплохой отель, отличное месторасположение.

Город пошли обследовать пешком, исторический центр здесь небольшой и всё довольно кучно. Так что даже если всё делать вальяжно и неспешно, то три часа хватит, чтобы его детально обойти и заглянуть буквально во все интересности.

Два замка. Старый и Новый, находятся рядом с друг другом, оба имеют музейные экспозиции, но очень простенькие.

Только вернулись в номер на сан.минимум, как раздалась очень интересное аккапельное песнопение. Подумал, что телевизор включился. Оказалось, что под окнами отеля молодежь начала вполне интересный концерт.

Поспешили затесаться в слушатели.

А затем снова по городу.

Очень странные чувства оставляют прогулки по Гродно. Деревянные дома 19-го и начала 20 века здесь щедро рассыпаны по центральным улицам, или запросто стоят во дворах хрущевок.

Проспекты и центральные улицы пустынны, точнее, здесь настолько мало магазинов и кафе, что просто не верится. Нет маленьких магазинчиков, сувенирных лавок и кафешек, которые во всем мире заполняют улицы старых городов.

Здесь старый город есть, а кафешек мизер. Сувенирных лавок тоже. А жаль. Это лишает город шарма.

Ужинали в кафе *Корчма*, нам его посоветовали местные, и, в принципе, кафе понравилось. Интересный интерьер заведения, хорошая подача блюд, и главное, большой выбор именно белорусской кухни.

11 мая

Утром попрощались с Гродно и двинулись на север республики, буквально в Прибалтику.

Начали наш путь с заезда в Мурованку, здесь есть Маломожейковская церковь 16 века.

Эта церковь по совместительству ещё и крепость, по башням бойницы, которые проектировались так, чтобы обзор обстрела из церкви перекрывал все сектора.

Город Лида нереально чистый и аккуратный. В Беларуси вообще чистоте дорог, тротуаров и улиц уделяется много внимания, здесь все города могут похвастать образцовым порядком. Но Лида выделяется даже на их фоне.

Такое впечатление, что его к нашему приезду вымыли с мылом и вытерли насухо. Даже намека на пыль и грязь на улицах не встречали. Впрочем чистоту мы снимками не передадим, поэтому фотали не улицы, а Лидский замок.

Затем прогулялись по Лидскому пивзаводу, здесь нам предварительно приготовили комплект этикеток и бирдекелей, которые использовал и ещё использует этот пивзавод. Так что моя коллекция очень весомо пополнилась.

На стоянке пообщались с местными. Украинские машины здесь редкость, мы вообще не видели земляков. Наверное, редко их видели и они. Вопрос один и тот же, который нас частенько мучает, *нас* — это жителей когда-то одной страны. Мы, как бывшие супруги, которые и через пятьдесят лет после развода очень интересуются жизнью друг друга и стараются доказать, что партнер от развода потерял намного больше, чем он.

…-ну как там у вас? Говорят совсем ж..па?
…-да не — говорю, — нормально всё.
… -а почем у вас…??.. — и пошел беглый обзор прайс листов на продукты.
…-а как у вас…??… и т.д и т.п.

В принципе мне нравится стихийное общение, часто выскакивают темы и идеи, которые трудно нащупать при других вариантах.

На одном предприятии очень понравилась беседа.

Мне рассказали несколько историй, как останавливают маршрутки и переписывают фамилии всех, кто в ней едет, потому что кто-то критиканул вскользь Лукашенко. Как сажают по политике и если удачен в бизнесе. Как люди всё бросают и бегут из страны. А закончили монолог.

…-у нас вообще то такое иностранцам рассказывать нельзя, у нас за это тоже сажают.
…-так зачем же вы рассказываете?
…-да кому я нужен.

Вот такая логика. В Беларуси мы очень часто общались, как-то так получилось, что очень многие часто и активно шли с нами на диалог. Рассказывали вещи, от которых мы уже отвыкли. С цензурой здесь жестко, здесь надо бацьку любить и молчать. А многие истории звучали даже дико, такой мягкий вариант 37 года. Берия-лайт. Прослушка телефонов почти официальна, интернет тоже.

Здесь усиленно делают картинку для туриста, и за неё заглядывать не рекомендуется и сомневаться в ней тоже.

Впрочем едем дальше.

После Лида мы запланировали посещение Гервяты. Троицкий костел, который возвышается в этом селе, по праву считают белорусским Нотр-Дамом, это прекрасное сооружение пламенеет к небу на высоту в 60 метров.

Навигатор упорно пытался нас повести через Литву, в этом месте большой фрагмент Литвы полуостровом довольно глубоко погрузился в Беларусь, и, конечно же, от Лиды к Ошмянам короче бы было резануть через неё, но…но…но.

В общем, делаем крюк уходя от Прибалтики и её земель. Здесь уже начинаются земли католиков, и эти места по праву называют *край костелов*. Буквально в каждой деревеньке возвышается из глубины веков строение в готическом стиле.

Дороги частенько идут вдоль болотных топей. Необычные пейзажи.

Кстати, этот край довольно заметно отличается от той образцово-показательной Беларуси, по которой мы катались до этого. Дороги резко ухудшились, а во многих местах и исчезли полностью. Точнее, дороги-то остались, а вот асфальт с них исчез. Так что катались по гравию, грунтовкам и дорогам с остатками асфальта. Резко ухудшились и деревеньки, они словно скатились в 19 век.

Дома в деревнях Беларуси в основном деревянные, но в центральных областях они крашеные, и это делает их аккуратными и вполне симпатичными. Здесь же следы покраски отсутствовали. В итоге грустное зрелище.

Но грибов и ягод в сезон, думаю, здесь просто Клондайк. Кстати, в Беларуси большой выбор голубики, брусники, облепихи и т.д. Правда не свежей, а перетертой с сахаром и в магазинах.

Принципы ловушек у гайцев в наших странах, наверное, одинаковы. Выискивают хитрые места и дежурят там, собирая свои педорублики. Я попался в селе Гудагай. В центре села по бокам от школы стоит знак *40*, и через сто метров его отмена. Въехав под знак, я, естественно, сбросил скорость, но под знаком об окончании ограничения меня уже встречал местный гаец. Скорость на пике 52 км.

Точнее, в видео ролике, что он мне демонстрировал, 52 км было в момент, когда нос машины поравнялся со знаком. Дальше дискретно дергая изображение, мы увидели, что, когда машина проехала полностью, то было уже 37 км.

…-если платите штраф на месте, то 100 тыс. Если вы не согласны, то я изымаю права и вы оплачиваете штраф через кассу, но уже 300 тыс, и я права возвращаю при предъявлении квитанции.
...-а на основание чего вы будете изымать права?
…-у нас в Беларуси так принято, такие законы.

Причем гаец сидел в обычной *Ниве*, без всяких опознавательных знаков, и водилой был паренек не в форме, который тут же пошел*покурить*.

Я попробовал возмущаться, уж очень натянуто выглядело моё нарушение. Чемпионский фотофиниш при определении скорости, наверное, касается только иностранцев, они то по-любому бесправны, в Беларуси то. Но лучше бы я этого не делал, потому что гаец мне потом полчаса рассказывал, что у нас в Украине всё намного хуже, и наши гайцы, по сравнению с белорусскими, вообще звери и изверги. Правда, он в Украине ни разу не был, но ему друзья рассказывали.

Хотя у нас гаец всегда сидит в раскрашенной машине, и на боку большими цифрами телефон, по которому можно звякнуть и уточнить, имеет ли право он там сидеть. И наши гайцы пасутся на асфальте только по парам. В одиночку на калым не выходят. Ну и главное, права они ни под каким соусом изъять не могут. Выпишут штраф, хочешь плати — хочешь судись с ними, то есть выбор всё-таки есть. Это я ему объяснять не стал, а то получил бы ещё лекцию минут на сорок.

Да и чё стучать по столу, если ты на этом столе уже в чьей-то тарелке.

Отдал я ему 100 тыс., но на душе ещё долго было гаденько. Ладно, когда действительно на чем-то лоханешься, тут уж, блин, винить не кого. Но когда пару метров за знаком машина уже едет 37, а меня грузят про момент пересечения линии знака, тут я себя виновным не считаю.

Хотя, думаю, гайцам давно пора взять себе девиз из басни Крылова, когда ягненок пытался убедить волка в своей невиновности.

……Довольно говорить, мне надоело слушать
Уж, виноват ты в том, что хочется МНЕ кушать….

Дальше опять движение вдоль литовской границы и указания, что еду в погранзоне. У погранцов кстати номера машин зелёные, ментов — красные, такси — желтые.

И затем Брацлавские озёра. Их здесь вместе больше тридцати, точнее, их больше пятидесяти. Но полноценными озерами с этим званием и собственным названием — 30 штук. Все они кучно тусуются вокруг города Брацлав, к которому мы и едем на ночевку сегодня.

Хотя городу больше тысячи лет и у него довольно богатая история, смотреть тут нечего. Точнее, ничего интересного в историческом или архитектурном плане нет. Городок крошечный, меньше 10 тыс, да и те разбросаны по окрестностям и занимаются обслуживанием туристов. Туристический комплекс здесь стремительно развивается, озёра нынче в моде. Купаться здесь вряд ли получится, пляжей, как таковых-то и нет. Но вот рыбалка, наверное, знатная.

Заселение у нас на базе отдыха *Дривяты*. Она расположена в сосновом лесу. Номера большие, комфортные и даже в двух уровнях. В номерах есть мини кухня, впрочем, на территории базы есть и ресторан.

12 мая

Наутро мы планируем взобраться на гору Маяк, это 20 км от отеля. С горы открывается потрясающий вид на Брацлавские озёра, панорама, как говорят, незабываемая. Но нам не было суждено насладиться этим зрелищем, так как проснулись мы под звуки ливня, и гороховой погремушкой их сопровождал град. В общем, непогода чудовищно разыгралась за ночь. А это сузило видимость до непонятной. Гора Маяк осталась нами непознанной и не взятой.

Двигаем к Полоцку пытаясь обогнать непогоду, а ливневые дожди постоянно лижут нам выхлопную. Придавить бы газку и оторваться от этих мокрых объятий, но наученный вчерашним гайцем я пунктуально соблюдаю скорость. А в направлении от Браслава к Полоцку какой-то мудрый гаец, запустил в тираж очень хитрый ход. Посреди деревни стоит знак в *40* или *50*, едешь себе спокойненько, и тут знак окончания деревни, по идее, можно давить педальку газа на *90* (на это и расчитано), но ведь знака окончания *40* или *50* то не было. То есть деревня кончилась, но действие знака не кончилось. Ну, а примыкания тут, в принципе, почти не бывает. Вот метров через 500-700 они и стоят. А уже за ними знак об окончании скоростного ограничения. Вот такая местная педоловушка.

Но обошлось. Деньгами я больше ни разу не поделился.

Полоцк оказался очень красивым городком.

Вообще у него целая куча почетных званий. Во первых, этот город первый, который возник на белорусской земле ещё в 9 веке. Его считают духовным центром Беларуси. Прародителем торговли, основателем наук и знаний. Так же по одной из версий, Полоцк — географический центр Европы. И на полоцком почтамте можно приобрести именной сертификат, где будет указано, что вы побывали в самом центре Европы. Есть и памятник центру Европы, с бронзовой каравеллой наверху, розой ветров и сторонами света. Правда, нашли здесь центр специалисты *Белаэрокосмогеодезия*, в других странах с этим не согласны.

Прогулки по Полоцку мы начали с Софийского собора. Этот древнейший храм был третьим в Киевской Руси после киевского и новгородского. Точнее, в те времена было построено три Софии: в Киеве, Новгороде и Полоцке. Эти три города были как бы столицами славянских земель.

Но внешне храм, конечно, тогда был совсем другим. Просто у Петра Первого возник конфликт с местным духовенством, и он приказал сложить в храм порох для *временного хранения*, типа, в сухом месте. Ну и давая им время *на подумать*. А сам написал письмо Меньшикову:

…-боюсь как бы порох не взорвался, а то попы подумают что я это нарочно устроил.

После того как Меньшиков это письмо получил, порох почему-то, и правда, взорвался.

Так что храм восстанавливали уже в соответствии с модой 18 века.

Рядом есть *Борисов камень*, это гранитная глыба, на которой вырезана надпись на древнеславянском *Господи помоги рабу твоему Борису*. Этот камень пережил советскую власть, а несколько камней с такой же надписью были взорваны.

Есть так же Спасо-Ефросиниевский монастырь 12 века. Его начали восстанавливать в 1990 году, и тогда же сюда хлынули паломники.

Этот женский монастырь был основан Ефросиньей Полоцкой, в городе так же имеется ей памятник.

Есть памятник и Симеону Полоцкому.

А также множество интересных и забавных фигур.

Понравился школяр с часами под мышкой, этот забавный чудик стоит возле Детского музея.

И памятник Полоцким купцам, который стоит возле Дома Торговли, ему надо обязательно потереть монетку, тогда по примете с баблом будет полный порядок.

На въезде в Витебск есть гимназия №4, и при школьном дворе небольшой парк миниатюр. В нем можно сразу окинуть взглядом всё, что есть интересного в этом городе. Копии храмов и церквей сделаны в масштабе 1 к 25.

В Витебске у нас поселение в отеле *Витебск*: http://www.hotel-vitebsk.by/.

Расположение очень хорошее.

Отель дешевый, эконом-класс, и он этому соответствует.

В общем всё стоит, сколько стоит.

Витебск после Полоцка — самый древний город Беларуси.

Сейчас его всё больше ассоциируют с фестивалем *Славянский Базар*. В городе есть довольно симпатичный исторический центр, который компактно расположился на крутом берегу Двины.

Пешеходная улица начинается недалеко от гостиницы. Как и в Могилёве, она удивляет своей большой продолжительностью. Причем интересны и насыщенны первые пятьсот метров, а потом просто пустой прогон, без магазинов, кафе и ресторанов.

Но мы тщательно выгуляли её всю туда и обратно, а потом отправились к музею Марка Шагала.

Музей расположен в доме, где он когда то жил, и где после его иммиграции продолжала жить семья Шагалов. Музей крохотный, в основном копии фотографий. Шагал хоть и вещал на каждом углу о своей непомерной любви к Витебску и даже, дразня французов, называл Париж — вторым Витебском. Но никаких подарков родному городу не делал, ценных вещей не передавал и ничего не завещал. Музей Шагала — без Шагала, и ничего уникального показать не может. В общем, как и большинство творческих натур, Шагал любил себя. А город только как себя в нём, и свою проекцию на него.

К примеру музей Бойковщины в Долине, который описан https://travel.drom.ru/18379/,

очень активно наполнялся Антоновичом, он всю жизнь собирал вещи, которые могли бы стать экспонатами музея в его родном городе. Так его возможности и возможности Шагала — это две большие разницы. Антонович не был прославленным мастером и художником. Ему нечем было делиться, он не творец. Он никогда не заявлял на каждом углу, что патриот и любит свой город. А просто делал всё, что могло бы его городу помочь.

В Витебске рассказали прикольный анекдот про Лукашенко.

…-доколе вы править то будете?
…-до коли, до коли. До Коли.

Такая вот игра слов. Коля — это внебрачный сын Лукашенко, и он в нем души не чает. Всюду и всегда появляется сейчас только с Колей, ходит с ним за руку и на все мероприятия. Даже свой день рождения перенес на один день с днём рождения сына, и теперь Беларусь отмечает два дня рождения в один день.

В центре города раскинулась пл. Победы, о её размерах можно судить по пробегу трамвая. Вдоль одной из сторон ему надо сделать три остановки, чтобы проехать пл. Победы.

К ней примыкает парк, в котором выставлено современное оружие вперемешку с техникой ВОВ. Танки, пушки, вертолеты и т.д.

На ужине отправились в ресторан-пивоварню *Лямус*. Тут нас ждал забавный прикол. В заведении заявленном как пивоварня пиво никогда не варили.

…-Это наш хозяин мечтает, что когда-нибудь построит пивоварню. Вот авансом и назвал ресторан пивоварней, — пояснили нам работники.

Мечтает он уже, похоже, три года :). Впрочем, ресторан понравился, отличная кухня, интересный интерьер, да ещё и музыканты на щипковых инструментах играли интересную и ненавязчивую музыку.

И интересный поворотный пункт в истории России связан с Витебском.

Первоначально план военной кампании Наполеон построил с базой в Витебске. Он тщательно спланировал вторжение в Россию и по его плану зимовка должна быть в Витебске. С августа 1812 по март 1813. Он и вошел в Витебск и стал размещать войска на зимние квартиры. Витебск и соседние Могилев и Полоцк подходили для этого идеально.

Себе Наполеон выбрал место для будущего дворца и начал его обустраивать.

Но белорусы его попытались отравить. С виновными он, конечно, жестко расправился. Но, как и все тираны, он был очень суеверен и обратился за советом к астрологам, те в один голос заявили, что Витебск его погубит, то есть станет причиной его смерти, и крушения его империи.

Наполеон забросил свой идеально продуманный план и рванул на Москву. Вот там его и настигла зима, да и не был он готов к такому броску. Точнее, не было организованно снабжение армии и подход резервов. Ведь всё расчеты были на весну. Именно к весне Наполеон планировал перекинуть 15 тыс. ветеранов из Испании и к этому должны быть готовы и обучены 20 тыс. солдат, набираемые им в Польше.

Так, испугав Наполеона, Витебск его и погубил.

Предсказания сбылись. Спасибо, Витебск.

13 мая

Начинаем путь в сторону дома. Пробег мы планировали небольшой, всего в 300 км, и по плану ночёвка у нас в Бобруйске. Дорога ведет нас через Орша. Этот город центр льняной промышленности Беларуси, а Наталья в восторге от постельного из льна. Поэтому подъезжаем к проходной Оршанского льнокомбината http://www.linenmill.by/.

Выбор постельного очень большой, впрочем, и, кроме постельного, лен в изделиях представлен широко. Кстати, недалеко есть фирменный магазин и Оршанского мясокомбината http://www.omkk.by/.

Считается, что тушенка, произведенная здесь, лучшая на просторах СНГ, так что, если вы планируете поход в горы или просто путешествие, то можно закинуть в запасники и немного тушенки.

Теперь, не отвлекаясь, четко на Бобруйск. С этим городом я был хорошо знаком, но виртуально. Точнее, его название запало мне в память лет пять назад, после смешной беседы.

*Ф БАбруйск, жывотнае*, и вереница бобров с чемоданами и узелками на палочках, уходящие куда-то за горизонт. Надпись и картинка на мониторе у дочки меня очень заинтересовали.

..-эт, что демотиватор?
..-не совсем пап, это про Албанию.
..-в смысле?
..-ну бобры, едут к себе в Албанию в Бабруйск, там у них слёт какой-то.
..-какая Албания? Возмутился я…. — Бобруйск это в Беларуси. И правильно писать Бобруйск.

В ответ она только рассмеялась.

Оказалось, что в виртуальном пространстве есть албанцы, Албания и столица там всё-таки Бабруйск. У них свой гимн и своя Википедия.

Да и в реальном мире исконное название у города Бабруйск, точнее, так это пишется по-белоруски.

Здесь имеется пара очень известных Бобров, вполне конкретных и озорных.

Третий *бобр* — это Шура из «БИ-2», который родился в Бобруйске в 70 году, впрочем, и само название группы тоже родилось в Бобруйске.

Хотя нет, есть ещё один знаменитый *Бобр* — это местное пиво *Бобров*.

О Бобруйске мечтали многие известные личности, начиная от Наполеона и заканчивая Паниковским. Наполеон так и не смог взять Бобруйск, все его потуги и штурмы были впустую. Москву взял, а Бобруйск нет. Вот и вздыхал потом, сидя на острове Св. Елены. Вздыхал и грустно напевал:

Под небом голубым
Есть город золотой,
Гуляют там жывотные
И все они — бобры...

Первым делом, мы, как уже стало традиционно в этом туре, поехали на местную гордость — комбинат *Красный Пищевик*: http://www.zefir.by/ru/index.html.

Это предприятие специализируется на выпуске зефира, мармелада и халвы. Многие утверждают, что эти продукты лучшие, как по вкусу, так и по качеству, из того, что производится на просторах СНГ.

В городе есть два фирменных магазина комбината. Один на проходной, но в воскресенье он закрыт. Второй в центре города. Внутри магазин был плотно заполнен желающими прикупиться. С учетом, что туристов тут нет, то активно тарившуюся очередь составляли местные. Они брали много и разнообразно. Мы тоже решили от них не отставать. Зефира предлагается с десяток сортов, впрочем, как и мармелада с халвой. С небольшими отклонениями, зефир идёт по 22 тыс., за кило, мармелад по 16, а халва по 20.

В центре города было задорное гуляние в честь Герба и Флага Беларуси, его отмечают во второе воскресенье мая, вместе с гуляние была развернута и праздничная ярмарка.

Правда, масштабы очень скромные, так что мы всё обошли и осмотрели буквально за полчаса. Потом стал вопрос, а что делать дальше?

Город, хоть и считается самым крупным в Беларуси из не областных, но центр крохотный и малоинтересный. Утюжить его по десятому разу, когда Украина в двух часах ходу, мы посчитали лишним, поэтому, помахав бобрам на прощание рукой, рванули в сторону нєньки.

На таможне было пусто. Точнее, несколько машин стояли, но у них, похоже, были проблемы. Сейчас в Беларуси действует закон, что, если выезжаешь из республики чаще, чем раз в неделю, то бензин, который в бензобаке, уже рассматривается как товар. Первый раз выезжай с полным баком — вопросов нет, а вот во второй раз надо выезжать из Беларуси с пустым бензобаком. Если по оценкам таможенников у тебя там больше 10 литров, то бензин надо растаможить. В итоге ребята что-то писали и оформляли, и мы как бы прошли вне очереди.

Осматривали нас довольно детально, бардачок, запаску, под сиденьем. В общем, везде. Напоследок пару раз поинтересовались, когда я думаю в следующий раз посетить Беларусь?

И понравилось ли мне?

Понравилось. :)))

……..Вечна жыві і квітней, Беларусь! (Гимн Беларуси)

Так как таможню прошли намного быстрее, чем думали, то в очередной раз стал вопрос: «Что дальше?».

Ночевка в Чернигове, который всего в 60 км от границы, нас уже стала не устраивать.

Во-первых, были там всего неделю назад, а во-вторых, есть силы и время продвинуться немного поближе к дому.

В итоге позвонили нашему другу, киевлянину Silver. Зовут его Саша, просто интернет-ник выскакивает быстрее. Познакомились мы сначала виртуально. Пару лет назад мне очень нравился один киевский сайт, сейчас я на нем не бываю, но несколько виртуальных друзей от того сайта остались. Саня Silver из виртуальных друзей стал реальным. Вот к нему мы и обратились за помощью.

…-Сань, где можно заночевать в районе Киева?

Саня в ответ тут же посоветовал посмотреть *Алтарь Наций*, который сейчас выставлялся на Софийской площади. https://www.youtube.com/watch?v=o7INHtd-AYQ

После этого он выслал SMS-ку с джи пи эс координатами отеля *Анаитта*.

Этот отель минут десять хода от Киева в селе Княжычи, но зато тихо и уютно. Отличные номера, хороший сервис и т.д.

В общем заселились и пошли в ресторан при отеле, там мы с Саней и стыканулись. После ужина Саня взял власть в свои руки и заодно возглавил экскурсионную программу сначала вечернюю а потом и ночную. Очень интересная и необычная экскурсия. Человек, который любит Киев и гордится им, может показать всё намного интереснее любого профессионала. Саня и показывал, пёхом и на машине.

Так незаметно пролетели четыре часа. Но всё хорошее когда-то заканчивается, закончился и этот *экспресс Киев вояж*.

Мы попрощались с Саней Silver и отправились на боковую.

Ну а утром финальный рывок. Трасса от Киева до Харькова просто тотально ремонтируется. Такое впечатление, что все силы брошены именно на этот участок дороги. Если бы такими темпами ремонт начали на пару месяцев раньше, то всё было бы супер. Хотя и так много сделано, очень много. Но думаю, что до Евро-2012 всё-таки останется много участков дороги, привычных для нас, и *кэмел трофи* для европейцев.

Мы же мчим на восток, там Горловка, там ДОМ.

Наш маршрут: https://maps.google.com.ua/maps/ms?msid=216825695090620953134.0004c018426d12b68be9e&msa=0&ll=51.971346,30.849609&spn=13.470292,49.262695

По каждому городу есть отдельные фотоальбомы на моем домашнем сайте, где много фоток, не вошедших в отчет http://avtoturist.dn.ua/.

Зачет, особенно Волочкова на пеньке)))

Классно прокатили

Красивые места, молодцы!!!

freelancer1:
Автор, Беларусь - это трактор, а страна Республика Белоруссия
на дворе 21 век ))) так что всё правильно. Республика Беларусь. Это при Союзе двадцать лет назад она была Белоруссия. Кстати и Молдавия, больше не Молдавия а Молдова

Просто класссссссс!
"Никогда не спорьте с идиотами. Вы опуститесь до их уровня, где они вас задавят своим опытом."

______________________________ ________________________
что интересно, подобные легенды я знаю еще, по крайне мере, про самару и томск. ну там не только придворных, но и вообще шлюх ссылали :).

Черноморский край
Спасибо за отчет. Как -будто сам проехал.... Беларусь - это моя Родина. Очень люблю эту страну и ее народ! Верю, что она будет свободной от диктатора. Также как Россия будет свободна от путинизма!

1518км М5. Искра.02rus
СУПЕР
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
V8 4.7L

Как все подробно и обстоятельно фото не плохие и читается легко, замечательный отчет.

Н Новгород-Киев
поездка отличная, но как грустно от того что нас через какое-то время будет разделять никому не нужный языковой барьер.

Спасибо за отличный рассказ! Как всегда, очень познавательно:)

Уже знакомые лица :)
Очень понравился рассказ.В своих отчётах автор всегда окунается в историю, за что отдельный +. Читается легко. Спасибо! Ждем новых поездок и отчётов!

"Понравились тем, что они на половину заполнены деньгами" (с). - Ну вот начинает раздражать. Вроде, человек ездит с женой. Цели хорошие. Но понемногу - и все отчетливей - сквозит самодовольство. И везде вот это: бабло, набить брюхо шоколадом, надуть пивом... И ещё комменты по истории, в общем-то, необразованного обывателя. Образованцы - говорил про таких Солженицын. Хорошо, канешна, но это как наш рафинированный мажорик-оппозиционЭр Л.Парфёнов, который втюхивает всем СВОЮ историю, попсу для тупоголовых. А нынешние интернет-дети и вправду думают, шо так всё и было, хреново и западло.
По-разному было. Но люди были лучше, вы должны это помнить. Кстати, юмор хороший у вас и часто добрый. И пишете неплохо (это, если о плюсах).

freelancer1:
Автор, Беларусь - это трактор, а страна Республика Белоруссия
Ни когда тогда не говори "РОССИЯ", а только "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ"

Qarax:
"Понравились тем, что они на половину заполнены деньгами" (с). - Ну вот начинает раздражать. Вроде, человек ездит с женой. Цели хорошие. Но понемногу - и все отчетливей - сквозит самодовольство. И везде вот это: бабло, набить брюхо шоколадом, надуть пивом... И ещё комменты по истории, в общем-то, необразованного обывателя. Образованцы - говорил про таких Солженицын. Хорошо, канешна, но это как наш рафинированный мажорик-оппозиционЭр Л.Парфёнов, который втюхивает всем СВОЮ историю, попсу для тупоголовых..
Согласен,у меня такое же впечатление сложилось.

Да.

-" Я сам с Донецка и говорю по Русски" - и тут же сам себе противоречит...

Но спасибо за Фото Брестской крепости.

Минск
Интересно было посмотреть на себя украинскими глазами, написано хорошо, легко и быстро читается. Как конфеты из РБ, понравились?
в прошлом году ездил в киев через гомель и чернигов. Так вот как въехали в украину что-то я не заметил особого придорожного сервиса, рекламы, кафешек и т.д. До чернигова вообще пустыри идут какие-то с деревнями. А вот ближе к киеву еже действительно оживление, хотя до той же польши ой как далеко.

Н Новгород-Киев
Автор! Отчеты замечательные, читать интересно! Но что-то вас все на запад и на запад тянет, а вы попробуйте не восток съездить, например в Казахстан. Интересно будет ваше впечатление или в Грузию. Удачи в путешествиях!

Молодцы!!!Давно читаю ваши рассказы,очень интересно.

Ужгород, Закарпать
Как всегда очень интересно. Спасибо

Лесостепск в краю болот
Хороший рассказ. С удовольствием бы проехал по этим местам, как же хорошо все же жить в Европейской части страны. Но касательно языков - что русские, что белоруссы, что украинцы - носители одного языка, но разных его диалектов, еще так веков 10 назад, мы все разговаривали на одном языке, и новогородец всягда был понят в Киеве, а витебский купец в Ростове. Вообщем то..и диалекты эти не особо нужны, разве что как украшение самобытности, но мы единый народ, и язык у нас должен быть един. К слову этим разговорам уже не первую сотню лет.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.

Большущее спасибо, отчет замечательный, как будто сам побывал.
Я много лет отпуска провожу за границей (в смысле - дальней), но в последние годы все больше хочется проехаться по России, Беларуси, Украине.

В прошлом году впервые за последние 25 лет проехал через Беларусь в Украину - просто в восторге был от обеих стран. Жаль, остановок нигде не делал, кроме Одессы.

Очень впечатлила чистота и красота белорусских городов на фото.
Белорусам виднее, конечно, но что-то мне кажется, что Батьку еще помянут добрым словом.
Может быть, и не за все, но - помянут.

Дай Бог покоя и благополучия нашим странам!

краснодар
Чуток поэззии, чуток истории, чуток иронии...+5

hondalub:
... Но касательно языков - что русские, что белоруссы, что украинцы - носители одного языка, но разных его диалектов, еще так веков 10 назад, мы все разговаривали на одном языке, и новогородец всягда был понят в Киеве, а витебский купец в Ростове. Вообщем то..и диалекты эти не особо нужны, разве что как украшение самобытности, но мы единый народ, и язык у нас должен быть един. К слову этим разговорам уже не первую сотню лет.
Очень поддерживаю!
Взять Финляндию: по-шведски там говорит 1% населения, но государственные языки - финский и шведский.
В Швейцарии - четыре гос. языка: французский, немецкий, итальянский и романшский (на этом диалекте вообще только пара деревенек говорит).

Лично я только еще больше буду уважать и Украину, и Беларусь, если они сделают русский вторым государственным языком. Именно вторым. Пускай остаются языками №1 именно украинский и белорусский - это традиция, культура и история.

Я в восхищении!
Но восхищение немного подпорчено тем, что автор смирился с временным разделением Великой Солнечной Империи на РФ, Украину, Беларусь и т.д. Нет страны РФ, нет страны Украiна, нет страны Беларусь, всё это - фантомы. Русские, украинцы и белорусы - это ж корни, стебель и ветки одного дерева. Разъедини их - дерево погибнет, что мы и наблюдаем в последние 20 лет...
Мой отзыв: Ford C-MAX 2008

Прошу прощения у украинских националистов - не "Украiна", а "Украпна" :-)))

roch:
Как конфеты из РБ, понравились?
Конфеты очень понравились, особенно их начинки))) Зефир так же на высоте, халва класс и сгущенка хорошая. Печенье чуть похуже украинского на вкус, но это может быть за счет того что оно более натуральное. В нашем наверное просто больше усилителей вкуса и различных хим.добавок. А вот *Московские сухарики* класс! Это завод Спартак выпускает из бисквитного теста, очень вкусные.

hondalub:
Думаю 10 веков назад и поляки с нами на одном языке говорили, да и словенцы с сербами тоже. Словенцев я и сейчас понимаю отлично. Кстати в словенском языке много основных слов звучат как в русском, именно тех слов которые в украинском уже отличаются от русского и имеют другие корни.
Например *досвидание* и т.д

KAB80:
На сентябрь планируем в Азию, там и Казахстан будет. План детально разработал мой друг Саня Silver. (о котором я в этом отчете упоминал), так что мы скорее всего поедем караваном в несколько машин. Может кого то из Дромовцев встретим ))) Так что если мою машинку увидите, тормозите - буду рад.

Бийск - Г. Алтай
John Deere:
Согласен,у меня такое же впечатление сложилось.
Да.
-" Я сам с Донецка и говорю по Русски" - и тут же сам себе противоречит...
Присоединяюсь, отчет очень похож на профессиональный рекламный путеводитель, с профессиональными фотографиями, профессионально выстроенным тесктом, только причем здесь сайт любителей японских машин?
Но спасибо за Фото Брестской крепости.
Мои рассказы о перегонах:/travel.drom.ru/18925//travel.drom.ru/19243//travel.drom.ru/19599/

Шамбала
Отчет,как всегда интересен,легок и полезен.В закладки добавила себе вкусности .По описаниям и фото Белоруссия понравилась.А то как-то получается есть интересная страна,а инфы и новостей о ней мало.Это наверное потому,что у них моря нет,для наших людей в основном отпуск-это поездка на море :)))
Насчет раздраженных.Что же это вы батенька предложения с незаконченной мыслью из текста выдергиваете и возмущаться начинаете?Я вот прочла полностью.И в законченном варианте звучит так-Во внутреннем дворе понравились вёдра, которые висят по периметру колодца. Понравились тем, что они на половину заполнены деньгами.Это посетители добровольно помогают средствами на реконструкцию парка вокруг замка. А работы вокруг него кипят.
И кто дал вам право оскор******людей слушающих Парфенова? Если вы такой остроголовый,на каком канале можно вашу передачу посмотреть? :)))))

Ух, осилил...Путешествие короткое, а эмоций и впечатлений-"море", и фото хорошие, но остался противоречивый осадок:сколько людей -столько мнений, но за то, что Лукашенко не даёт "перекраивать" историю и "грабить"свой народ, уже за это ему большое спасибо (у самого знакомые живут на переферии в РБ-так они ему благодарны!). А "болтать" про политиков всегда любят-кто то и чем то всегда недоволен,при любом строе и обществе...Живя в городе-герое Волгограде, имею право сравнить празднование Великой Победы у нас и в РБ, разница не в нашу пользу, а это говорит о многом, в т.ч. об отношение к нашим, так мало оставшимся в живых, Ветеранам-Героям. Автору за подробный отчёт спасибо и удачи в дальнейших путешествиях!!!

ник волгоград:
Лукашенко безусловно яркая личность, и по любому он войдет в историю Беларуси. Да и не только её. Промышленность он сохранил, развалить и разтащить не дал. То есть переход из СССР в наше время у них прошел наверное помягче. Социальная защита получше. Дороги наверное лучшие на просторах СНГ. По этому я его и не критиковал. а пару эпизодов что и как его описывают местные. Ну так они просто были по этому в отчет и попали.
Ну и не может личность быть одного цвета. По любому есть плюсы и минусы, и разные их оттенки. Вот только за намеки на минусы сажают, эт плохо. Плохо потому что в борьбе с инакомыслием без перегибов не бывает.
Ну а так, белорусам виднее. Им и решать.

Киев
Хорошо прокатились !
И 9 мая - в Брестской крепости - аж самому захотелось приехать в ту гостишку ;)))
Ну а в "мать - городов русских" - заезжайте ещё ;)))
Вот тогда, Киев - по-настоящему и покажу ... и не только, "откуда пошла земля русская" ;))))
Тока, Серёга - надо тоды хоть на пару деньков в Киев запланировать ))))

Ну а так, белорусам виднее. Им и решать.
Я и не говорил про Вашу критику,просто каждый человек по своему смотрит на мир, своя жизненная позиция...а история рассудит кто есть кто,и был кем. Если глубже разбираться, то Вы ,наверное,знаете ,что всякое государство есть аппарат насилия, и не зависимо,какое оно..идеального ничего нет и перегибы есть везде..ладно это тема бесконечнная...Ещё раз спасибо за отчёт и Ваш взгляд!!!

John Deere:
Согласен,у меня такое же впечатление сложилось."Я человек аполитичный..."И тут же,трдыщ,трдыщ -застенки,"демократически е выборы",пытки троллопозиции,диктатор Лукашенко,бизнесмены на колья посажены.И еще,не понравилось - "Но здесь впервые подумал, а может, наши в чем-то и правы, что всё-таки не допускают двухязычия на госуровне. ".Да.-" Я сам с Донецка и говорю по Русски" - и тут же сам себе противоречит...Но спасибо за Фото Брестской крепости.Батьке отдельное спасибо за празднование Дня Победы - что не дает забыть что была ВОВ,что мы Победили.
Своеобразные типажи попадаются среди нашей аудитории.
Вроде автор в отчете (не только этого касается) сделает все, чтобы показать свой маршрут с разных сторон. И достопримечательности прекрасно снимет, и атмосферу страны пребывания передаст, и жизнь людей покажет, и финансовую сторону как-то отразит. Глотай информацию и планируй свое путешествие, а о самом путешествии поделись впечатлением. Так нет, обязательно найдутся "кадры", типа процитированных, которые прицепятся к автору и обольют его грязью за СОБСТВЕННОЕ мнение, изложенное в отчете.
Господа, а ля "Джон диры" и "Карахи", у каждого свое восприятие окружающей действительности и оценка того, как, и за счет чего она сложилась. Интернет, и в частности, этот сайт, пока остаются единственными аудиториями, где человек, пока еще, может свободно выразить свое мнение, не будучи подвергнутым удару полицейской дубинкой, или разоренным полуторамиллионным штрафом. Ваше стремление подравнять всех под свое мнение навевает мысль о принадлежности к тем, кто хочет сейчас вытравить инакомыслие и заткнуть рот, его выражающим, под предлогом "наведения порядка". Это мы уже проходили. Не желающих кричать "Слава КЭПЕЭСЭС" , то бишь ЕДРО, в стране достаточно много и, наверно, лучше воспринимать их, как есть, и жить рядом с несогласными, чем пытаться насильно сделать их, "как все". ИМХО

тюмень
читаю Ваши "отчеты" всегда с большим вниманием и вдумчиво. вот и сейчас не смог оторваться, не дочитав до конца. в чем-то и не согласен, но, и это главное, безумно интересно! спасибо!!! УДАЧИ

Да, для аполитичного автора рискованно касаться политических вопросов. В этом случае гарантированы нелицеприятные комментарии.
Мне, да и, думаю, большинству россиян было бы симпатично, если бы и через десяток лет меня понимали на Украине, а я бы понимал украинцев без использования аглицкого.
Судя по тому, в каком духе рассуждает представитель "русскоязычного" региона Украины, перспектив у русского языка в этой стране почти никаких. Жаль, конечно.
P.S. Пример Финляндии показывает, что до многоязычности нужно ещё дорасти.
Рассказ, как всегда, написан здорово. Получил удовольствие.
rusinov1955:
Ни когда тогда не говори "РОССИЯ", а только "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ"
Россия и Российская Федерация- тождественные наименования (ч. 2 ст. 1 Конституции РФ)
Мой отзыв: Toyota RAV4 2008

JokerSL:
Очень поддерживаю!
Легче жить станет? :))

Кстати,перед майскими был на Западенщине...Памятники в поряде,все как надо.За русский так били,что печень болела,а настроение хорошее.Очень забавляет,как людей из Хабаровска и разных ведущих из Новосибирска волнует языковая проблема в Украине.:)) Может лучше детей делать полиглотами? :))
Все вокруг виноваты во всем,а мы?

пять+

Большое спасибо за интересный и полезный рассказ!

Обдумываем поездку по белорусским достопрмечательностям, так что отдельная благодарность за хорошую основу для путеводителя!

Своеобразные типажи попадаются среди нашей аудитории.
Согласен с каждым словом. От себя скажу, что для меня раздел "Автопутешествия" паралельное проживание с привычным образом жизни: дом-работа-выходные. И остатка дней моих не хватит всё увидеть самому. Поэтому: Прочитал, полезное взял на заметку, спасибо автору за труд. За 10 лет авто.вл.ру, сегодняшний дром, стал школой, институтом жизни. ИМХО.
AIR-S 3л. 4WD.

hondalub:
А сейчас думаете вас не поймут,к примеру,во Львове??? Тогда вы очень ошибаетесь! Не только не поймут,а еще и удивят таким отличным русским! По переписи 2001 года во Львове сто тысяч русских живет. Статистика одного дома на улице Леси Украинки-23 семьи,в 20-ти семьях бытовой язык русский!!! :))) Ну это так,без наших телеканалов...:)))

Памятник,что на русском языке,немецком и украинском (его не видно),установлен при гетмане Скоропадском.

автору - спасибо за очередной отчет. удачи в дальнейших поездках.
технический нюанс. не знал, что в Беларуси так правила от РФ отличаются (про знак 40 в населенном пункте).
Ибо
"Зона действия знаков 3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 - 3.30 распространяется от места установки знака до ближайшего перекрестка за ним, а в населенных пунктах при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта."

JokerSL:
Русский уже с незапамятных времён "второй" государственный в Беларуси. Результат этого закона крайне печален - беларуский исчез даже из телевизора, а люди, говорящие на "роднай мове" властями воспринимаются как враги режима.
Украинцы! Не позволяйте сделать русский вторым государственным. В противном случае лишитесь и родного языка, и собственной истории.

Max Isaev:
вот почему я и обратил внимание, уж слишком часто перед окончанием населённого пункта стоит знак *40*, а потом в кустах гаишники. Только вот интересно ловят они иностранцев и *разводят* или все попадают под раздачу.

Max Isaev:
автору - спасибо за очередной отчет. удачи в дальнейших поездках.
Ибо
Правила идентичны. Это автор чего-то недопонял.

puzzle01:
Правила идентичны. Это автор чего-то недопонял.
Не я поначалу тоже подумал что недопонял, стал обращать внимание и понял что всё правильно в начале я понял ))) То есть частенько была ситуация, когда знак окончания ограничения *40* стоял через 500-600 метров после окончания населённого пункта. Если бы населённый пункт отменял ограничение, то тогда зачем бы ставили дополнительно ещё и знак окончание действия ограничения? ну и главный вопрос, зачем бы тогда стояли гаишники? ведь они только стоят там где уверенны что водитель ошибочно воспримет ситуацию. И повторюсь именно в районе Браслава почти каждое село имело такую отметину. То есть знак*40* перед окончанием населённого пункта. Из чего я и сделал вывод что именно в этих местах Витебской области, местное ГАИ-начальство, по своему трактует ПДД

Скорее всего дело в этом:
Я крайне редко выезжаю за пределы Минска далеко. Ещё реже передвигаюсь по периферийным дорогам. Но, если этим летом предоставится случай, то постараюсь разобраться в ситуации))

puzzle01:
Правы на все сто.Тем более,что в Украине качели по-поводу русского языка не более и не менее,чем агитация электората,привлечения голосов перед выборами.:)

Oмск
5!
Внушительный список...

Хороший отчёт! Спасибо!

Петрозаводск
очень познавательно! автор молодец
Jetta, Hover и Х5

Омск на берегу
Замечательный отчёт о праздновании 9 мая в Белоруси и интересные фотографии храмов по всей стране.
Corolla Fielder, 2002, 1nz

Замечательная поездка. В 2010 году тоже был в Могилёве, Речице. Чистота впечатляет.

Харьковская обл., Украина
Огромная благодарность автору за интересный, насыщенный, познавательный пост, непредвзятость и хорошие фото, а также отдельная благодарность за то, что все это выражено грамотно и культурно, приятно читать. Ваш отзыв предоставляет прекрасную возможность спланировать собственное путешествие, благодарю Вас за это.
Мои отзывы: Subaru Legacy 2000, Volvo 740 2010

Отличный рассказ!

marfasss:
Тогда и Германия - Дойчлянд, и Финляндия - Суоми, и Япония - Ниппон, а Китай вообще страшно - не по-русски звучит. Белоруссия и Молдавия - это по-нашему, а Белорусь и Молдова - это самонанзвания.
Не совсем так. В Белоруси второй гос.язык русский, то есть они на русском предоставили новое название и ошибки перевода здесь быть не может. А то что названия у стран меняются это нормально. Ведь и Московия выросла в Царство Московское, а потом и в Российскую империю, СССР и т.д. То есть постоянная смена имен. Вот и Белоруссия стала Белорусью

КЛАССЬььььь))))
МОЛОДЦЫ!!!
Жизнь,это пьеса ...
И,не важно,длинная она,или нет...
Важно:КАК ЕЁ ИГРАЛИ)))

да скучно было б если б все под копирку писали, а так свой взгляд на веши, а зачем осуждать чужой взгляд, проще наверное высказывать свой взгляд на эти же веши, а не переводить стрелки на человека имеющего сей взгляд. например можно сказать ВЫ совершили плохой поступок или вы плохой потому что совершили этот поступок.
Додж-какраван - семейный бегемотик, ниссан - эксперт - трудяга.

Отчет прекрасный, написан очень живо. Такой отчет хорошо использовать как удачный образец для аналогичной поездки.
Я сам с двумя семьями был на 9 мая в Бресте. Впечатления от Белоруссии самые хорошие.

Насчет языков. Это больная тема.
Никаким образом в Беларуси русский язык не вытеснял белорусский. Просто численно больше людей на нем говорит. С рождения, так же как и их родители. А белорусский язык все обязательно учат в школе, даже те, для кого русский - родной язык.

И если уж затрагивать вопрос языков, то я не понимаю с какого перепугу НА Украине требуют изменять правила русского языка и писать/говорить "поехал "v" Украину", когда русский же язык зажимают и требуют вывести его из обращения?
ВАЗ 21060, Мазда 626, Daihatsu YRV, Toyota Will Cypha, Suzuki Grand Vitara 5D

Понравилось

Пять с плюсом!!!
Окна Двери 83833752055

Минск
Хороший отчет, спасибо автору за очередные труды по написанию, приятно почитать теплый отзыв о родной стране, приезжайте еще!
Мой отзыв: Ford Focus 2002

СПАСИБО ЗА ФОТО...5+

Хорошо пишите,..всего в меру,...прочитал и отдохнул..)

Нежин,Украина
Как всегда замечательный отчет. Очень рад, что Вы прислушались к моему совету и посетили мою родную Черниговскую губернию.

Великий Новгород
Ну, братцы, вы просто молодцы. А автор может быть составителем туристических каталогов и проспектов. МОЛОДЦЫ, СПАСИБО

Ленинск-Кузнецкий
Молодцы! путешествуйте, себя и других радуйте.Мы семьёй тоже любим путешествовать. Живём в Кузбассе (Сибирь), корни предков с Украины и Белоруссии. Собираемся через 2 недели в отпуск, мечтаем побывать в Одессе не подскажите в каком месте можно остановиться. хотелось бы в пригороде снять частный дом. Едим на машине, поэтому на море (пляж)есть на чём добираться. 3 года назад Были в Железном Порту (херсонская область). Может сможете подсказать где лучше остановиться будем вам благодарны. Спасибо

нормально

Хохлабуль:
Может сможете подсказать где лучше остановиться будем вам благодарны. Спасибо
Отелей вокруг Одессы сотни, сложно что то подсказывать. Если основное для вас море, то тогда лучше смотрите Затоку или Южный, они с разных сторон Одессы, но и там и там море. На Затоке наверное получше будет. А от Южного ближе

Класс! 50% описанного уже видел, есть что еще посмотреть в Белоруссии.

Минск
автор, на счет языка ты не прав - у нас 2 языка носят государственный статус и на них ведут делопроизводство (беларуский и русский), и говорить на обоих языках - никто не запрещает, а в костеле Сымона и Алены вы слышали службу не на чистом беларуском - это западнобеларуский акцент католического польского ксендза.

не все так однозначно в нашей жизни.

Минск
https://i.drom.ru/pubs/4483/198... а это на "Острове слез" и ангел не закрыл глаза - он плачет! остров в память погибших военнослужащих в Афгане....

Минск
классный отчет, много объектов вы посетили, отчет с юморком...

вот тут я ржал до слез!
"...такой мягкий вариант 37 года. Берия-лайт...."

по ходу вам на родине уши прожужжали демократические каналы.

ну это поравимо - сами просто все видели и можете сделать выводы своим мозгом.

еще раз спасибо за отчет, ставлю толстый плюсик.
Привет из Минска, если есть вопросы - пишите в личку.

Здравствуйте!В Минске в мае были с Вами в одно время, но я 9мая уехал в Смоленск. К Вам просьба, в отчете осенний градус закарпатья в каком месте купались в чанах если можно коор-ты GPS. Я из России планирую в октябре в эти места съездить. Вы любитель пива, во Львове есть пивоварня Старгород. варят 3 сорта пива. кухня очень понравилась, обстановка тоже на уровне.

Gera142:
координаты 48°48"2.86""N, 22°42"56.01""E это сам поселок Лумшоры. Чанов там несколько , так что выберете себе то что покажется более симптичным. Нам понравились те что возле ресторана с названием *Колыба*, они там как бы единым комплексом. Там есть маленький отель на пару номеров * У Попа*, он буквально 50метров
+38 (050) 515-55-46, (050) 560-31-46, удобный и недорого.

Спасибо за инф-ю. Удачи Вам и новых интересных путешествий!

Отличный отчет,..

Artoba:
Отличный отчет,..
Согласен!

На самом деле в Белоруссии в ВОВ погиб каждый третий

Красота!!!

Минск
Отличный рассказ, некоторые моменты уже потеряли актуальность, но в целом - рекомендовано к повторению!
Через неделю стартую по частичному маршруту из этого рассказа.