Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Ани. Ахтамар. Арарат. Баязет: Реквием по Западной Армении, или Путешествие по Восточной Турции

Ани. Ахтамар. Арарат. Баязет: Реквием по Западной Армении, или Путешествие по Восточной Турции

03.04.2012 | 24258 просмотров

Посвящается моему другу Мушегу, его жене Анне и дочери Шаганэ

Трабзон—Батуми—Артвин—озеро Чылдыр—Ани—Баязет—Ван—Татван—Эрзурум—Шумела—Трабзон.

Эта земля когда-то называлась Арменией. Сейчас она называется Восточной Турцией. Наверно, если попробовать её на вкус, она будет горько-солёной — так она пропиталась потом, слезами и кровью людей, которые многие сотни лет здесь жили, растили детей, пшеницу и виноград, но в начале двадцатого века были почти все убиты, замучаны, истерзаны, и лишь немногим удалось покинуть эту землю — навсегда.

Сейчас об этом ничто не напоминает. И если бы не проскальзывающие то тут, то там остатки армянских названий, можно было бы подумать, что земля эта всегда была такой: пустынной, пыльной, иссохшей. Землёй забвения. Восточной Турцией.

Армяне — и были, и есть — талантливые и трудолюбивые земледельцы. Их сёла и дома всегда окружали сады, рощи и леса. Турки же — скотоводы, в земледелии благ не видящие, и их голые деревни окружены не садами, а пустым однообразием земли, до последней травинки выщипанной овцами и козами и покрывающей всё и вся пылью. Разителен контраст между ними и так называемыми «грузинскими долинами Восточной Турции» — местом, где испокон веков живут и возделывают землю грузины. У них, таких же трудолюбивых земледельцев, всё утопает в зелени. Только их не убивали, хотя и их этнос практически уничтожен через политику ассимиляции и переселений. Но их потомки и по сию пору там живут, и их земля продолжает радовать взор человека.

Если хотите спросить, не армянин ли я, отвечу: нет. Я северный человек и от кавказских народов далёк. Но мы все сыновья и дочери одной цивилизации, и в ней не должно быть места такому. Хоть в Армении, хоть в Косово, хоть в Тибете.

Однако, обо всём по порядку.

Глава первая, в которой ясно осознаётся преимущество пробуждения от воплей муэдзина через открытое окошко перед злобным звоном обычного питерского будильника

В то время, когда моя семья благополучно отдыхает в итальянских кущах — а это, пока не случится в будущем году школа, происходит ежегодно в сентябре по середину октября, ваш покорный слуга добывает пропитание в граде Петра, но не в Риме, а совсем даже в Санкт-Петербурге. И в это время, если очень захотеть, обязательно найдётся возможность: два выходных, плюс, если скомбинировать… ну как-то так: берём четверг и пятницу за переработку в праздничные дни, понедельник в счёт отпуска, получается — путешествие!

Уже давно хотелось съездить в Восточную Турцию. Во-первых, я в этой стране ещё ни разу не был. Во-вторых, здесь на Drom.ru было несколько отчётов о путешествиях в непляжную Турцию — спасибо, ребята! — почерпнул у вас полезного. И родился план: из Питера вечером есть рейс в Стамбул, откуда с удобной стыковкой ещё полтора часа лёта в Трабзон. Там, переночевав, беру машину — и по побережью Чёрного моря до Батуми, потом обратно и по Турецким горам в Ани, затем Баязет, озеро Ван, Ахтамар. И обратно в Трабзон.


Маршрут путешествия, 22-25 сентября 20122 года

И вот только будто бы только что одолевавшие тебя рабочие треволнения остались далеко позади, и открытые окна номера гостиницы города Трабзон выходят прямо на минарет напротив за углом, и даже пронзительные крики муэдзина, которые разбудили меня в солнечные 5:30 утра, не разозлили ни капельки. Потому что я сообразил, что коль не муэдзин через льющееся светом окошко, то будил бы меня сейчас обычный питерский злобный будильник с вечным зовом на работу сквозь насквозь осеннюю уже непогоду (22 сентября уже, осень-с). Вот я и улыбнулся, и перевернулся на другой бок досыпать.

А в 10 утра бодрые ребятишки уже пригнали к отелю прокатную машину, хотя обещали к девяти. Но понятие времени чем восточнее, тем более условно. Наверно ещё и поэтому я, после переезда в Россию (чему уже более двенадцати лет), не ношу наручные часы…

Здесь надо сделать ещё одно отступление. Наверно, в крупных городах Западной Турции арендуемую машину берут в пунктах проката, но здесь это совсем не так. При бронировании сообщаешь отель, в котором будешь, и они тебе пригоняют автомобиль прямо к гостинице. И из отеля же забирают машину в конце срока аренды. Я взял паркетный внедорожник SsangYoung. Потому что собирался гоняться по горам, и для надёжности. Как всегда все страховки. Четыре дня, около 500 евро. Понятно, можно было и микроба взять с минимальной страховкой за 100. Это кому что нравится. И ещё: я всё бронировал по инету, всё хорошо, только они потребовали оплатить задаток 70 евро. Я насторожился, тем не менее оплатил, но вопреки ожиданию какого-либо турецкого подвоха всё прошло без сучка и задоринки, хотя мне незадолго до срока к тому же ещё и пришлось перенести даты путешествия на неделю позже — и никаких проблем опять не возникло, пара факсов и всё. Компания называется First Rent A Car.

И ещё: почему-то они, в отличие от других стран, дают тебе машину с пустым баком. Ну на пару десятков км хватит наверно, но как-то странно. А если ты в конце срока аренды оставишь свой бензин в баке — не компенсируют. И чтобы не попадать на деньги (а бензин там 1,7 евро за литр) приходится рассчитывать так, чтобы вернуться тоже , более-менее пустым. Что я через четыре дня с триумфом и сделал.

Трабзон оставил приятное впечатление. Маленький, уютный центр, там же был и мой отель Usta Park. Хороший угловой номер с видом на городскую жизнь и центральный сквер на четвёртом этаже всего за 50 евро. Если кто будет проезжать через Трабзон (например, прибыв на пароме) настоятельно рекомендую съездить в монастырь Шумела, что в 50 км от города. Но поскольку я там был уже на обратном пути, о нём будет написано в конце этого повествования.

Тем временем машина оформлена (на коленке, причём в прямом смысле), и уже через 20 минут я выезжаю из города по шоссе ведущему вдоль Чёрного моря на восток, к границе с Грузией. Сюрприз: великолепное шоссе по две полосы в каждом направлении с разделительным барьером.


Едем на восток, а Чёрное море слева… Как-то непривычно.


Причём это шоссе почти не имеет пересечений с улицами городков сквозь которые бежит.


Неудивительно, что можно держать приличную скорость. А полиции я за всё время ни разу не видел (дорожной разумеется).


Появляются указатели на Батуми.


Это местечко Хопа, до Грузии совсем немного. Она там, за первым мысом (едва заметные здания с флагами — это погранпереход Сарпи, а большая гора на горизонте — уже Грузия.

Вот так и было до самой границы. Вспоминаю дорогу вдоль Чёрного моря с нашей стороны и всё что о ней написано в дроме. М-да… может кое-кого в асфальт закатывать? Чтобы дороги были как в Турции. Или что-то поменять в консерватории?

Глава вторая, в начале которой автор гуляет по Батуми; в середине — пробирается по единственной и, кажется, никогда не заканчивающейся улице города Артвин; а в конце — безуспешно ищет ресторан на берегу знаменитого озера

Под эти мысли 180 км пролетели в два счёта и я уже подъезжаю к границе, погранпереход Сарпи. Поскольку давно хотел «замкнуть круг», мне нужно доехать до Батуми, который когда-то был приграничным городом. Тогда сразу за рекой Чорох начиналась погранзона, куда было низя. Вот и хотелось посмотреть, как там сейчас: я ведь уже когда-то был в Батуми — в 1976, кажется, году. Подумать страшно.


Оставляю машину на турецкой стороне, т.к. в Грузию прокатная компания её вывозить не разрешает.


А вот и сам погранпереход. Вид со стороны Турции.


Так он выглядит на расстоянии.

Поскольку турецкую прокатную машину за пределы Турции не выпускают (по крайне мере в этой части страны, не скажу про столицы), мою прокатку надо было оставить на этой стороне границы, а туда ехать каким-то другим образом. Из всех возможных способов я выбрал самый недешёвый, но самый быстрый: заранее списавшись с найденным в инете агентством «Батуми онлайн», договорился с ними о том, чтобы их машина меня встретила, довезла до Батуми, показала бы там всё и отвезла обратно. Их «Мерседес» с водителем обошлись на полдня в примерно 6 тысяч рублей, что, учитывая страшнейший дефицит времени, было наилучшим вариантом из всех возможных. Хотели предоплату, но тут уж я упёрся и сказал твёрдое, нет. К их чести, они не настаивали и согласились, и всё что обещали, выполнили. Агентство, кстати, мы туда заехали: «Как же ты к нам не заедешь познакомиться, обидно, да?!» — одна комната, три человека. Типичный малый бизнес. Трудяги. Таких уважаю очень.

Два слова о Батуми. Центр города перестраивается и приятен, кофе по-батумски — как всегда сказка, приморская часть получила новый бульвар, люди приветливы и общительны, всё на русском. Но за пределами маленького центра всё довольно убого и улучшения поверхностны, как там, где, например, по фасаду обклеены весёленьким цветным пластиком старые пятиэтажки. Каждый подъезд в свой цвет. Выглядит весёленько так, прямо как в парке аттракционов.

Море никакое, и хотя мой водитель, гид и большой патриот своего города, обращал моё внимание на то, что море как раз очень чистое, штормов не было, вон как красиво! — то, что красиво, я согласился, а вот насчёт всего остального… Впечатление после купания: море мутное, малосолёное, нечистое; пляж галечный, все ноги обобьёшь: детям здесь делать нечего. Он говорит: «Слушай, зачем твоя семья в Италию ездит? Пусть сюда ездит, привози их, смотри какие здесь пансионаты, гостиницы, какие условия, какое море!» Ага. Если бы я их сюда в эти пансионаты и на это море привёз, наступил бы мне — как все женщины это умеют — мгновенный разбор всех, включая даже ещё и не случившихся, полётов с последующей заменой расстрелом по гуманитарным соображениям и смягчающим обстоятельствам.

Что особенно было ужасно — дороги. Может это такая была только одна, но других я не видел. Хорошо, что я не на своей машине поехал, мог бы и без подвески остаться. Речь идёт о шоссе Батуми — Турция (по одной полосе, без разделения). Вот представьте: кто-то рыл траншею или прокладывал кабель. Всё равно, поперёк или вдоль. Хоть наискосок. Закончил, закопал и присыпал гравием. Через недельку засыпка утрамбовалась, и вертикальное расстояние между уровнем асфальта и уровнем гравия составляет 30, а кое-где и все 40 см! И это на шоссе первой категории где 80 ехать можно! Дела до этого никому нет, местные эти места знают и объезжают по обочинам, обочины в многомесячных колеях. И таких вот ловушек мне встретилось больше десятка на 15 км участке от Батуми до Сарпи.

Граница, кстати, в оба направления переходится очень быстро, причём ни водителю, ни пассажирам даже из машины выходить не надо. Это удобно. Но объективности ради надо отметить, что быстрота прохождения границы связана с весьма малым количеством автомобилей. Туда было порядка 15-20 машин, и мы потратили на проезд 30 минут. Это абсолютно равно скорости прохождения любого погранпоста на российско-финской границе на Карельском перешейке. А вот было бы у туркогрузинских погранцов, как там, сотни три машин в очереди… Но не будем о печальном.

Обратно — чего человека зря гонять — я решил границу не проезжать, а пошёл на своих двоих. Всего-то 200 метров пешком постоять. Народу уже было побольше, приезжают они на маршрутках или друзья-знакомые из Батуми довозят. И граница эта по сути своей очень открытая и либеральная. Условия на грузинской её части на два порядка лучше, чем на турецкой: новый зал, как в аэропорту, больше десятка открытых стоек с пограничниками, почти все работают, очереди нет никакой вообще. И форма у них красивая.

Прохожу — но тут какая-то сучка пограничная (кстати, страшная уродина — угораздило же на неё попасть) начала крутить-вертеть мой паспорт, минут пять крутила, обнюхала каждую визу и каждый в нём штамп. А у меня там только российские и финские штампы занимают уже двадцать с лишним страниц, и это не считая всех прочих. Наверно, за шпиона приняла. Я уже с её соседом — пограничником парой слов перекинулся, а потом её соседка с другой стороны, очень симпатичная девушка, меня спросила, не говорю ли я часом по-французски, и мы потом с ней мило проболтали всё это время, пока первая мымра в моём паспорте ковырялась. Оказывается, эта симпатичная брюнеточка в Квебеке, в Монреале, в универе четыре года училась. А мымру мою всю кособочит, но сказать нечего, рангом не вышла. Или рожей. Отдала мне в конце концов паспорт — и адью, Грузия!

На турецкой стороне всё гораздо хуже. Будочки на улице, работают только две. Порядка в пешей очереди нет. Большинство стоит спокойно, но кто-то обязательно лезет через забор в голову очереди, проезжающим по соседним полосам дальнобоям надо выходить из своих фур и идти на наш пешеходный контроль, там им вроде бы можно без очереди — да кто их всех сразу пустит, короче, базар-вокзал. Но разве нашего человека этим удивишь? Всё равно на обе границы ушло полчаса без проблем, если не считать проблемой уродину с грузинской стороны, да и то это была не моя проблема, а её мужа.

Моя машина в сотне метров отсюда припаркована, вот я до неё дошёл — и снова хорошие турецкие дороги.


Снова в Турции. Слева — стоянка где оставлял машину. За непомерную плату в 35 рублей.


И конечно, первое на въезде в Турцию — это минарет. Куда уж без него.

Здесь от Хопы мой путь резко сворачивал в горы. Серпантины, подъёмы, спуски, грузовики.

Но качество дорог осталось хорошим даже несмотря на происходящую вокруг стройку. Что надо сказать — поразил масштаб строительства, дорожного и — для меня было в удивление — ирригационно-энергетического. Т.е. плотин. Что я прямо здесь и увидел.

Дороги строят везде и даже не в самых населённых местах. Бывало так: летишь по пустой, узкой, с офигительными углами уклонов, живописной, но асфальтированной второстепенке, вдруг вместо неё четырёхполоска, которая через некоторое время плавно переходит в дорожную стройку, которая в свою очередь заканчивается и становится просто какой-то сельской дорогой между какими-то деревнями, уже по которой в конце концов попадаешь на действующее шоссе. Но это мне всё в кайф было, люблю по таким местам поездить, а кому это не надо может выбирать по карте популярные и ровные шоссе.

А вот гидростроительство — это что-то. Посмотрите на фотки этих будущих плотин — сразу ясен циклопический масштаб.

Ясно, что преследуются две цели: электричество (а своей нефти у Турции нет) и орошение. А побочные эффекты, как затопление, или изменение гидрологического режима рек, или экология, вместе с охраной всяких там редких, в этом государстве никого не интересуют. И это всё происходит не в одном отдельно взятом месте, а в масштабах всей Турции и постоянно.

Между тем стемнело, и надо было позаботиться о ночлеге. Повторюсь из моих предыдущих отчётов: гостиницы я не бронирую, т.к. это (чаще всего) бессмысленно, ибо в угоду каким-то мифическим расписаниям ты жертвуешь свою свободу, свой темп и возможность чудесного случая. Это не относится к редконаселённым странам (например, Исландия — но она в Европе одна такая); к особо экзотическим совсем без английского (Мьянма, Китай); а также к тем малозаселённым местам нормальных стран, когда мест в мотелях в какой-то конкретный сезон меньше, чем желающих в них поселиться (например, Аляска Хайвэй летом, из основной Канады в Доусон и далее). Вот и сейчас — доехал до места, где основная дорога идёт дальше, а стрелка вправо указывает — за мостом город Артвин.

«Вот здесь-то я и заночую», — решил я.

«Вот здесь-то мы ему и устроим», — решили духи дальних странствий.

Ничего плохого они мне в конце концов не устроили, поскольку я, видимо, выдержал тест на принадлежность и на годность к этим самым дальним странствиям. Но тем не менее было очень интересно ехать:

  • по одной-единственной узкой улице очень немаленького города, других улиц там просто нет;
  • причём эта улица всё время круто идёт вверх, а коробка у меня ручная;
  • и идёт она сплошными серпантинами;
  • а на тротуарах — и на дороге тоже — течёт обычная неспешная турецкая вечерняя жизнь (торговля, кафе, гуляющие и т.п.);
  • и эта улица полна автомобилей, причём парковок там нет в принципе, что становится необычайно интересным в случае подвоза товаров в какую-нибудь лавку, или покупки кем-нибудь чего-либо объёмного в другом магазинчике, а также если вдруг опять заупрямится ослик;
  • а улица, повторюсь, очень узкая, и между зданиями по бокам видны зияющие обрывы вниз, так что разъезжаясь со встречным натуральным ослом (честное слово, не имею в виду водителей, только тягловую силу), и особенно если этот момент пришёлся на между зданиями, а ещё лучше — рядом с незаделанной промоиной, то надо очень чётко понимать, где в эту самую секунду находятся твои правые колёса!
  • и вдобавок ко всему никто вообще ни бельмеса не понимает ни на одном языке кроме, естественно, турецкого — на котором уже я, естественно, ни бельмеса.

Что выручает: никто и никуда не торопится. Перед вами прямо на дороге могут вести оживлённую беседу двое в кепках, и никто не будет их прерывать. Разве что кто-то посигналит на пределе децибел так, что метра на два подпрыгнешь. Но это так, вежливое напоминание, примерно, как у нас лёгкое покашливание. Также и вам никто не будет досаждать во время очередной дискуссии со всей набежавшей помочь улицей на злободневную тему «Вэр из зе бэст хотел и как на хрен туда проехать?»

Скажите честно, не для таких ли моментов мы и путешествуем?

Получив немеряный заряд бодрости, добываю наконец инструкции к гостинице, причём оказалось, что ехал всё время правильно. Хотел себя похвалить, да только вовремя вспомнил, что сворачивать вообще-то просто некуда было, и путь был предопределён. На каком-то этапе город сменился пригородами, тротуары исчезли, дорога стала пошире, и на 12-м километре от моста через реку, с которого начинался въезд в город, я увидел указатель в гостиницу.

Маленькая и уютная. Стоит в саду, сад на террасе над городом. Припарковался на обочине, там дерево. Фиговое. А я ужасно свежий инжир люблю. Хотел достать — ан нет: дерево, хоть и растёт в трёх метрах от обочины и высотою оно метров шесть, тем не менее его верхушка находится от меня внизу в полутора метрах! Жаль. До фиг не добраться, а они на ветках прямо перед носом так соблазнительно висят… Ну ладно, проехали. Ужин, вай фай, сон. Цена какая-то смешная, типа, 40 евро с завтраком. Рекомендую.

Утро.


Если присмотреться, можно заметить тот серпантин — единственную улицу города Артвин (на той стороне). Моя гостиница находится в самом правом верхнем углу, там, где заканчиваются дома. Реки же внизу там просто не видно.

Утренний подъём, семь часов — ведь не спать сюда приехал в самом деле! Завтрак ещё не накрыт, но повар быстро соображает для меня чего-то вкусного. Вообще турки (и живущие там курды, азербайджанцы, персы, арабы) очень приветливы и стараются помочь и сделать так, чтобы тебе было удобно. Это было во время всего путешествия и явно контрастирует с рассказами посещавших пляжную Турцию. Ну что ж, ещё один аргумент против пляжного ничеголежания.

Спускаюсь через весь город обратно к реке, дорога уходит вверх и на Артвин открывается замечательный вид. И на строящуюся плотину тоже.


Это тот самый мост.


А это начало той улицы — серпантина.


А это гранат, который сейчас у меня в офисе служит выключателем, поскольку намертво привязан к верёвочке от потолочного светильника

Город Артвин, как и всё, что я проехал вчера и проеду ещё сегодня и завтра, ещё недавно, до первой мировой войны, было частью Российской империи, а именно Батумским, Ардаганским и Карсским уездами. Думаете, шашлык по-карски откуда появился? Большое спасибо до сих пор гниющему на Красной площади сволочи, который по Брест-Литовскому мирному договору передал эти земли Турции. А могло бы быть и иначе, ведь русские войска были тогда в пяти минутах от Трабзона… В это время и случился окончательный исход армян с этих земель. После резни начала века, думаете, кого-нибудь пощадили бы?

Дорога на Ардаган

Дорога, которую я выбрал, более-менее повторяет нынешнюю границу Турции с её соседями — Грузией и Арменией. По пути несколько перевалов, южный подъезд к одному из них очень красив и напоминает Альпы. Там и сейчас живут в основном не турки, а турецкие грузины.


Дорога на Ардаган.


Жёлтым цветом показана древняя Армения.


Вполне по-швейцарски ухоженный бычок, чистенький и опрятный.


Что-то мне это больше Альпы напоминает… А Вам?

А далее, за перевалом Гечиди высотой 2 470 м., начинаются места, на которых после бегства армян поселились турки, и всё сразу становится очевидно. Слов и не надо, есть фотографии.


Кстати, вот высота главных перевалов в Альпах, по убыванию: Сен-Бернар 2469 м, Фурка 2429, Флуэль (возле Давоса) 2383, Пти Сен-Бернар 2188, Офенпасс 2149, Сен-Готтард 2109, Сан-Бернардино 2065, Симплон 2005.


Если раньше перед вами было альпийское изобилие, то теперь — альпийское нищенство. А всего-то — переехать из Грузинских долин Восточной Турции в места, откуда сто лет назад изгнали армян. Как мало времени надо, чтобы полностью убить землю!

Озеро Чилдыр

Вызывает удивление отсутствие желания хоть что-то сделать. Заранее прочитал про озеро Чилдыр, «жемчужину горной Турции», где водится такая вкуснейшая рыба, что её специально возили к столу султана. Спланировал так, чтобы объехать вокруг озера в обеденное время. Подъезжаю, предвкушаю ресторан с террасой прямо над водой, свежевыловленную рыбу…

Но — хрясь вам реальностью и рыбой, и по морде, по морде, чтобы рот не разевали почём зря! За все 100 км береговой черты ни одного (!) ресторана или кафе я так и не встретил. Только три вонючие деревни с козами и овцами, бродящими по окрестностям. М-да…


Озеро Чилдыр,…


…«жемчужина Восточной Турции»


Да, оно красиво, но…


…но посмотрели бы вы, что творится на его берегах.

Погода здесь может меняться довольно быстро, и даже сейчас стало довольно холодно, градусов 17-18, а учитывая то, что поднялся сумасшедший ветер, тут совсем некомфортно. Теперь понятно, как холодно здесь зимой, когда дует ветер. А укрыться от него — посмотрите на пейзажи вокруг –негде.


Это не снег, но что — не знаю.


Везде Бардак.

Но зато в следующем маленьком ничем не примечательном турецком городке Арпачай я получил всё, что хотел. Вот вы спросите: чем хороши турецкие города? Отвечу: людьми! Все они там, от мала до велика, очень доброжелательны, приветливы, с удовольствием помогают и в то же время абсолютно ненавязчивы. Не навязывают ничего — ни товаров, ни дружбы, ни брата в соседней лавке, который сейчас тебе просто так подарит вот такое вот золотое ожерелье, не попрошайничают — то есть весь этот арабский и пляжный букет отсутствует напрочь.

 


Вкуснейший турецкий хлеб.

На главной улице опускаю стекло со своей стороны, спрашиваю (на английском) первого попавшегося парня, где, мол, тут можно поесть. Он, с трудом понимает, улыбается, отбегает туда, где он узрел свободное местечко и через всю улицу кричит мне «паркинг! паркинг!», махая обеими руками. Я паркуюсь, попутно он узнает, что я из России и радуется этому как ребёнок (хотя я думаю что он точно так же радовался бы и немцу, и китайцу, и испанцу, — да хоть марсианину!), буквально берёт меня за руку и отводит в очень простую но чистую забегаловку-гриль, и всё это от души и просто так.

Как и во всех таких забегаловках, тебе искренне рады — и не нужно знание языков, тыкаешь пальцем в то, что хочешь съесть, и получаешь это вместе с вкуснейшим хлебом и салатом. И чаем, разумеется. Два ключевых слова для всеобщей дружбы: «Бардак чай!» В вольном переводе это значит: «Стакан чая, пожалуйста». Обратите внимание, что пива и вообще какого бы то ни было алкоголя нигде нет. Даже в ресторанах. За очень редким исключением (например пристань для туристов, откуда лодки ходят в Ахтамар).


Курдские многочисленные семейства по любому поводу при малейшей возможности выезжают куда-нибудь за город и устраивают пикники, с чаем, мангалом, танцами.


Чем-то всё-таки они очень похожи…

Глава третья, в которой болит сердце

Дорога уже привела к городу Карс. Но туда мне совсем не надо, а надо свернуть на восток, и в 45 километрах там находятся остатки когда-то поражавшего своим богатством и размерами великого города Ани, древней столицы Армении. Этот кипучий и богатый город был известен по всему миру, через него шел Великий Шёлковый Путь. Туда сейчас ведёт неплохая дорога, а совсем ещё недавно её не было и никого вообще сюда не пускали, это была закрытая для всех зона.

Невозможно смотреть на останки Ани без боли и горечи. Я не буду писать здесь о развалинах христианских соборов и церквей, о сотнях лет пронёсшихся над этим городом и буквально стёршим его с лица земли — при прямом участии Османов и при полном попустительстве наследовавших им турецких правителей вплоть до нынешних. Попыток реставрации за редчайшим исключением не было, до сих пор видны обломки нефов или резных карнизов, просто валяющиеся на земле. Поражает больше всего не то, что осталось — а когда начинаешь осознавать, что здесь было. А ведь всё огромное высохшее пространство, которое вы увидите на фотографиях внизу, было когда-то живым городом! Как и степи вокруг — только тогда это были пашни и сады.

Ходить по этому городу горько, но не побывать там нельзя. Чувство, которое тебя там охватывает, нужно обязательно ощутить самому, на месте. Чувство горькой утраты, чувство прощания, чувство забвения, чувство величия времени и его силы, и чувство причастности к истокам человеческой цивилизации.

Поэтому сейчас — только фотографии.

Смотрите.


Всё-таки люди туда добираются, не смотря ни на что. Этот из Испании на байке приехал.


Всё, что вы видите за этими воротами, было одним огромным и великим городом. А здание на горизонте — Собор на центральной площади, вернее, то, что от него осталось.


И этот собор не в пустом поле стоял.


Река Аракс — за ней (справа) Армения.


Это когда-то был мост на Великом Шёлковом Пути. Современная Армения теперь слева.


Тот собор, что был виден из городских ворот. Теперь поднимаемся к нему от реки.


А это городские стены, если смотреть от собора. И это было не безжизненное пространство, а кипучий и великолепный город. Когда-то.

Глава четвёртая, про Арарат


Арарат был скрыт облаками и так и не показался. Это дорога от Ыгдыра к Баязету.


Арарат.

Глава пятая. Неувядаемая слава русского солдата. Баязет

Не знаю, как вас, а меня задевает незнание или пренебрежение к своей истории. К истории своего государства. А особенно — к героическим её страницам, одной из которых навсегда останется защита русской армией осаждённой турками крепости Баязет.

Не буду читать здесь лекции по истории. Но очень странно смотрятся ахи и охи в отчётах некоторых дромовцев, побывавших в городе, теперь называемом Догубаязит, и в его т.н. «жемчужине», дворце Исхак-Паши. Изволите ли видеть, турецкая государственная машина не очень далеко ушла от небезызвестного ведомства доктора Геббельса в плане замалчивания, искажения и фальсификации истории. Хотите примеры? Да вот хотя бы свеженькие, только из этой поездки вынесенные:

Итак, дворец Исхак-Паши. Мечеть.

Отреставрированная, говорят, красивая. Только я в неё не заходил, потому что стоит она на костях русских солдат, убитых и замученных именно здесь, в нижней крепости, осаждённые турками, без ВОДЫ. Вы, путешествующие в кондиционированных машинах с полными бутылками разнообразного питья — вы можете представить каково здесь было в осаде БЕЗ ВОДЫ? А то, что из именно этой крепости пытались до ручья текущего внизу под обстрелом добраться? А теперь там «жемчужина –мечеть»? Тьфу! А на антенну-то георгиевскую ленточку наверно нацепили к 9 мая…

Кто не хочет изучать историю своего государства, тот скоро будет изучать историю чужого. Как своего.

А для любящих книги и фильмы есть книжка Пикуля «Баязет» и сериал вроде бы того же названия, сам не смотрел, не знаю. Говорят, неплохой, надо бы собраться посмотреть.

Ещё примеры будут дальше, а пока смотрите фотографии. Мечеть — Нижняя крепость, развалины наверху — Верхняя.


Дорога, поднимающаяся к крепости Баязет.

Следующий пример фальсификаций представлен внизу на снимке.

Это стела, на мемориальной доске которой написано, что воздвигнута она «в память о вырезанной армянами турецкой деревне, в которой погибло столько-то человек». Ну это просто верх цинизма. Объяснять я ничего не буду, голова на плечах у вас есть, чтобы думать? Включайте процесс, хотя кое-кому он может быть незнаком. Может и указ врио президента Франции г-на Саркоши вам тут не понадобится.

Вообще искажения у турков на каждом шагу. Вот в Ани на стенде на трёх языках большой материал о «турецких археологических исследованиях». Начать бы с того, что они всю богатейшую историю этих мест долго и тщательно скрывали либо игнорировали. А тут на стенде, выделенные заглавными буквами, имена аж трёх турецких историков-археологов с регалиями каких-то мухосранских заведений. А российского историка, археолога и востоковеда всемирно известного и уважаемого академика Николая Яковлевича Марра едва упомянули. Ну это приблизительно как «Теорию относительности, как всем хорошо известно, открыли профессор Ыгдырского Медресе Ичик Эфенли и приват-доцент Училища Туризма города Антальи Махмуд Дохуныджу. Правда, там ещё какой-то Эйнштейн рядом пробегал»

Ещё одно: «Курдов не существует, есть горные турки!» И это я даже и комментировать не буду. Кстати, летом 2012 собираюсь в Ирак, вернее в иракский Курдистан, на машине из Питера. Выезд из СПб 20 июля, из Ставрополя 22 июля в 8 утра. Если есть желание присоединиться, пишите коммент к этому посту и оставляйте там свой емейл, отвечу.

Вообще-то оказалось, что Турция как государство оказалось вторым претендентом на свой собственный глобус, глобус Турции. Повторюсь — как государство, а не как обычные люди. Они там на востоке это государство тоже в виду имели. Там же в основном курды, ну и других немного имеется — азербайджанцы, персы, грузины, арабы… Так что им этот турецкий национализм до лампочки. А вообще, похоже, нас ждут интересные времена. Не за горами тот момент, когда уже очень автономный Иракский Курдистан объявит о своей независимости, тогда начнётся… Ну а пока не началось, путешествуем спокойно.

Я не имею ничего против нынешних простых турок. Они милые и приятные люди. Но против турецкой пропаганды — имею. Имеющий уши да слышит!

Глава шестая, где автор едет вдоль иранской границы, вокруг озера Ван и пытается уплыть на остров Ахтамар

Живописная дорога от Баязета долго идёт вдоль Иранской границы. Она проходит по хребту и виден ряд пограничных вышек. Никакой напряжённости не ощущается. Везде — в Ыгдыре, Догубаязете, Ване полно автомобилей с Иранскими номерами. Что и понятно, через Догубаязет проходит основное шоссе в Иран.

Останавливаюсь заправиться на малюсенькой заправке. Хозяин (не толстый и важный пузан, а работящий мастер на все руки, почему и люблю маленькие заправки) — заправляет и спрашивает, откуда я приехал. Когда говорю, изумлению и какой-то радости его нет предела. Спрашиваю, почему. Он, хлопает руками по бокам и с чувством говорит: «Ты только представь себе, откуда человек так долго летел, потом так долго ехал — и всё это для того, чтобы заправиться на моей маленькой заправке!» Комментарии излишни. Хорошие, повторюсь, там люди.


Показалось озеро Ван.

Озеро Ван очень красиво и велико. Чтобы его объехать, не меньше дня нужно. Но у меня цель — где-то за городом Ван есть пристань, откуда идут катера на остров Ахтамар. Сначала, в окрестностях Вана, всё очень приятно — набережная, кафешки на воде… Потом всё заканчивается, обычная дорога. Еле нашёл пристань — сначала проехал десяток км вперёд, понял, что уже кажется проехал, вернулся, кружил кружил и еле нашёл. Да, Турция и сервис — это понятия рядом не стоящие.


Хоть деревья у пристани посадили.

Расписание хоть где-то и висит, да кто ж его соблюдает! Попытки что-то выяснить натыкаются на блестящее отсутствие какого бы то ни было языка, кроме, разумеется, турецкого. Но есть группы организованных туристов, а у них есть групповоды. Так что пристраиваюсь к одной группе, и их тургид меня берёт с собой.

Глава пятая. Ахтамар

Приятное часовое путешествие сидя на палубе катерка.


И вот впереди показался остров Ахтамар.

Монастырь Ахтамар сохранился лучше всего остального, наверно, потому что находится на острове. Слов подобрать всё равно не смогу, поэтому просто смотрите.

* * *

А на обратном пути надо было искать как обратно выбраться, т.к. «моя» группа отбывала не на ту пристань, откуда мы выезжали и где моя машина припаркована, а на другую. Смотрю — сидит в кафе весёлая группка старичков и старушек, очевидно американцы, их за версту отличишь от других. Подхожу, здороваюсь, прошу взять с собой. Один их тур гид, мужчина, улыбается — «Ну, представься сначала всем, а потом — как попросишь!» Разворачиваюсь в сторону второго гида — довольно симпатичной американки лет сорока пяти — и произношу ей (кстати совсем не кривя душой) такой кружевной сложносочинённый но искренний комплимент, что публика отвечает дружными аплодисментами. Услышав то, что я только что сказал, за меня бы не покраснел ни один грузинский тамада, собаку на этом съевший, не считая, конечно, баранов.

Дружелюбно едем обратно, разговоры разговариваем. Я спрашиваю, а вы, мол, откуда и куда? И ответ этой группы американских пенсионеров ввергает меня в ступор и полный диссонанс с окружающей действительностью, как когнитивный, так и тот, который имеет своей первопричиной пыльный мешок. Оказывается, эти мирные американские, за версту заметные пенсионеры едут на автобусе не откуда-нибудь, а из Ирака! С экскурсией, блин. И без камуфляжа и М-16 в руках, что характерно. А Ирак они уже осмотрели. Туда они на обычном рейсовом самолёте из Франкфурта прилетели. Туристы, короче. Слов уже нету, одни выражения. В общем, челюсть отвисла, и вид у меня полного идиота, только что удравшего из Склифа, потому что в голове всё никак «не кликает» (прямо как у американского таможенника из известной миниатюры Задорнова про веник).

 «Так так так, — говорю я, — вот с этого места и поподробнее, пожалуйста».

Оказывается, что в северном Ираке (т.е. Иракском Курдистане) уже давным-давно самостоятельное правительство и к остальному Ираку они не имеют никакого отношения (т.е. плевать на него хотели с высокой горки). Добывают себе свою нефть, дружат с американцами, не воевали, пускают к себе всех кого попало без всяких иракских виз, а просто штампуют на границе свои 10-дневные туристские визы. Но если вы вдруг решите сдуру в арабский Ирак по такой визе съездить, гарантированно будут неприятности за незаконный въезд в страну, т.к. централисты автономию северного Ирака формально не признают.

В четыре (!) международных аэропорта Иракского Курдистана регулярно летают рейсы многих мировых авиакомпаний, а что касается Turkish Airlines и Emirates, так они там разве что не прописались. В общем, тишь да гладь в одном отдельно взятом королевстве. А по земле туда только один нормальный пункт въезда, из Турции, Silopi/Zakhu. Это если не считать ещё один в Иран.


А вот карта расселения курдов

Всё это мне рассказали мирно пашущие… тьфу, путешествующие американские пенсионеры и их тургид. Она, эта американка, живёт последние 15 лет в Са’ане, столице Йемена, где всегда было очень даже мирно и спокойно кроме последних двух месяцев, но сейчас всё улеглось, и она, сопроводив эту группу до Стамбула, возвращается домой. Про Йемен, и Са’ану она рассказывала много интересного. Надо будет собраться. Есть идея когда там всё уляжется проехаться по кромке всей Аравии — из Эмиратов, в Оман, потом Аден, Йемен, Саудовский Хадрамаут, Иордания и обратно через Саудов и Кувейт в Эмираты.

На прощание все долго со мной прощались, желали хорошей поездки, а один дедок, сфотографировав меня на память, вдруг попрощался на русском языке, хотя и с американско-польским акцентом. Я его сразил наповал, в ответ спев ему куплет «Плыне Висла, плыне…» Не ожидал он такого от русского человека!

В общем, с этого самого момента я решил ехать в Ирак. На своей и прямо из Питера. Вот 20 июля 2012 и выезжаю, о чём потом и напишу.

Глава шестая, возвращательная


Дорога по южному берегу озера Ван то идёт вдоль воды, то надолго удаляется от неё.

Заночевал в городе Татван, новая гостиница «Мостар», очень вполне себе, вышли встречать сами хозяева, угощали чаем, разговоры разговаривали. Еле их нашёл, так как вообще-то найти хоть что-либо, пользуясь устными указаниями местного, даже и имеющих рудиментарное знание английского, люда, это задача не для слабонервных — из-за их чудовищного, невообразимого акцента. Так, отель (помните артвинский «Вэр из зэ бэст хотел хиар?»), оказавшийся в конце концов отелем « Мостар», я полчаса искал как «отель Бусдур». Зато было весело.


Вид из окна отеля на город Татван и озеро Ван.

А наутро пришла пора выезжать обратно в Трабзон. Сначала дорога идёт по пустынным плоскогорьям, затем взбирается в горы, где верховья Евфрата.


Потухший вулкан. Там наверху в кратере есть довольно живописное озеро.


Верховья Евфрата.


Классные подъёмы и спуски с офигенными уклонами, погоняться здесь одно удовольствие.

Затем спускаюсь к Эрзуруму, а оттуда снова в горы, осталось два хребта до Чёрного моря. И с каждым десятком километров всё больше и больше зелени. Места очень красивые.


Городок Гюмюшхане.


Байбурт.

И не доезжая до Трабзона 50 км, сворачиваю с главной и еду в известный (не действующий) монастырь Шумела. Узнал я о нём из отчётов коллег — дромовцев, за что им огромное спасибо.


А вот и монастырь Шумела.

Опять же, написано о нём уже много, но вот фотографии очень живописной дороги к нему, да и самого монастыря. А ему уже более полутора тысяч лет!


Покупаем входной билет, ставим машину на парковку, и пешочком пару километров идём вверх.


Внутри храма. Некоторые фрески VI века.


Виды оттуда –дух захватывает.


По этому тросу ремонтники поднимают грузы.

Эпилог

Вот и закончилась поездка в горы Восточной Турции. Вернулся затемно в симпатичный Трабзон, сдал на руки приехавшему агенту машину, без вопросов вернули депозит наличными, которые им оставлял при оформлении в первый день, расплатился тоже налом. Так спокойнее. А наутро улетел.

Для автомобильной части отчёта скажу, что мой SsangYoung оказался вполне надёжным и неприхотливым трудягой, проблем ни одной не создал, и на разных дорогах чувствовал себя спокойно и уверенно. Расход бензина, не взыщите, уже и не помню.

Средняя стоимость отелей 40-60 евро, еда недорогая и вкусная. И очень безопасно. Народ дружелюбен и помогает по мере понимания чего тебе надо, хотя с английским и любым другим в больших неладах. Спиртного нет совсем. Нигде. Никакого.

Стоит ли туда ехать? Безусловно — да!

Теперь, побывав там уже один раз, поеду снова — сначала в Ирак, потом в горы центральной Турции. Так что ждите отчётов!

Ваш — PeterC


Дром

Комментарии

  
Новосибирск
Сообщений: 374
Красиво там, вот бы ещё турков оттуда убрать - рай был бы на земле!
58
31
Ответить
     
Чита
Сообщений: 82927
Супер
GET BIG OR DIE.
27
3
Ответить
    
Барнаул
Сообщений: 46
афигеть!!! зачетно катанулся! 5+
23
2
Ответить
 
Сообщений: 7275
Мне местами напомнило ВКО
t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ
9
 
Ответить
 
Барнаул
Сообщений: 185
Спасибо за фото отчет по Армении, давно хотел посмотреть на ее красивые виды глазами авто путешественника.
New Pajero Sport - танк для города, болид для бездорожья.(с)
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero Sport 2011
25
4
Ответить
    
Томск
Сообщений: 51
Молодец автор, и про Турцию хорошо написано, и про Мексику читал с удовольствием!
Ждем теперь отчет по Ираку
12
2
Ответить
     
Находка
Сообщений: 107
Сам отчет-калосальный труд автора, но лично для меня несколько суховат, потому что, как мне кажется, должен прежде всего быть написан для себя самого в первую очередь... а тут - посвящается одним, пишется специально для других! Сам автор не соизволил даже "показаться" другим ни на одной фоточке....странно! Поэтому для меня отчет "неживой". Было очень интересно посмотреть фотографии, хотя написано чуть-чуть чопорным и сложноватым языком.
13
32
Ответить
  
Лесосибирск
Сообщений: 11867
Хороший отчет, написано хорошо - прочитал с удовольствием!
13
3
Ответить
     
Ульяновск
Сообщений: 2318
"...лучше гор могут быть только горы на которых ещё не бывал..." В.Высоцкий
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.
14
1
Ответить
     
Сообщений: 3902
отлично прокатился!!!!!! +5
Живу............
6
2
Ответить
 
Самара
Сообщений: 5986
Ни асилил: пасматрел фотографии, красиво... Плюсану ..!!!
- - - - - - - - - - -
5
15
Ответить
     
березовский
Сообщений: 68
зачёт
4
3
Ответить
NAR
 
Сообщений: 4443
пять+
4
2
Ответить
     
Кимберлитогорск
Сообщений: 286168
Потрясающий рассказ и офигенные фотографии. Автор молодец.
На карте расселения курдов откуда Украина взялась?)))
кто пятнице рад - тот за неделю пьянь
18
2
Ответить
     
г. Выхлопдар
Сообщений: 3163
Турция! Армения! Что там не так? Хоть и знатные земледельцы. А разбегаются армяне, как и прежде. Хоть и находятся под сенью Российского орла. История фальсифицируется всеми государствами. Это делается для оправдания их появления, и нынешнего существования. Россия не избегла сей неодназначной участи. Бегут ли русские?
Турция моя любовь! Уж только потому, что сын мой, учась в русско-турецком лицее, на неплохом уровне выучил их язык. А татарским и башкирским ребятам, он давался ещё легче.
А на историю фальсификаций истории, я смотрю по особому. У меня там сайт указан.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru
14
34
Ответить
    
Где-то близко к МКАД
Сообщений: 1825
Ttourist:
Потрясающий рассказ и офигенные фотографии. Автор молодец.
На карте расселения курдов откуда Украина взялась?)))
Эт они так Российский Дагестан обозвали. Что с них взять - дикие они. Границы рисуют как хотят, страны путают
nicoa.ru - рубашки для больших (размер 50-62, шея 42-49, до 144 грудь, рост до 2м). По России
10
3
Ответить
орен
Сообщений: 2
"спасибо до сих пор гниющему на Красной площади сволочи"- мертвого льва каждый шакал может укусить-такие асы самопиара(пиар асы)как ТС готовы в душу дать за сладкий кусок,а после того как их заразят историческо-интеллектуальным триппером,стараются всегда и везде изливать дУШЕВНЫЙ гной на великих личностей.
я такой какой на самом деле есть
18
38
Ответить
     
элиста
Сообщений: 89
нормально проехался...из отчета ясно что турки не "гуд", а армяне очень даже "гуд". только непонятно почему турция процветает, а армяне разбегаются из "цветущей" родины.
32
12
Ответить
   
Москва
Сообщений: 638
Чувствуется боль за Армению,за утраченные земли,но и Россия совсем недавно Крым потеряла.Очень жаль,а что воевать,рвать сердце? Лучше путешествуйте и пишите отчеты.Спасибо за экскурс по истории+5!
20
4
Ответить
   
Москва
Сообщений: 638
Многие видимо не поняли что автор проехался по бывшим армянским землям.Арарат и другие территории теперь принадлежат Турции.
27
1
Ответить
    
Санкт-Петербург
Сообщений: 1579
Турция... стремительно растущая региональная сверхдержава, фуле..
Как быстро все меняется в этом мире: еще сравнительно недавно смеялись над нелепыми нищими китайцами, турками и прочими. И что сейчас? Мир меняется : так было всегда.

Здорово, что на дроме стало все больше отчетов о поездках в экзотические края. Ну кого нафиг удивишь отчетом о поездке в Италию или Францию?

Язык прекрасный, фото замечательные. Спасибо!

P.S. Недавно коллега по работе -армянка - ездила с детишками в Турцию на отдых. Спрашиваю ее, нет ли каких-то горьких чувств... геноцид все-таки. Говорит - нет, время помнить и время забывать. Мудро. Иначе я бы до сих пор, руля по Германии или Австрии, зубами бы скрипел.
Subaru Outback 3.0R 2005 - VW Touran 2010 - VolvoXC70 2014
33
4
Ответить
   
Магнитогорск
Сообщений: 639
Очень интересно и познавательно!
6
 
Ответить
     
Пермь
Сообщений: 2538
Петер, отличная иллюстрация предложения.
И ты здесь совсем другой. В отчете нет показного юмора на публику, а рефреном звучит боль и сожаление о трагедии народа, свидетелем которой ты стал.
Замечательное путешествие, и отличный рассказ о нем. Действительно, узнал, для себя что-то новое, а не "сколько стоит пиво" в Восточной Турции.
16
3
Ответить
  
Сообщений: 295
Молодец!!Отличный отчет,много интересного!!В Ирак на ТАХО?
8
 
Ответить
 
Краснодар
Сообщений: 135
Классная поездка! Жаль что Арарат не показался. Мировоззрение автора разделяю.
Мой отзыв: Opel Astra 2010
21
5
Ответить
   
Нижневартовск
Сообщений: 662
Зачётно изложено!!!!!
Чем круче джип, тем дальше идти за трактором!
8
 
Ответить
     
Пермский край
Сообщений: 119
Здорово!!!
3
 
Ответить
  
Дивногорск
Сообщений: 15
мне понравились ваши мысли, мышление....спасибо.....очень счастлива за ваше путешествие!;))))
11
5
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 9896
Наверное, хорошо.
Всё что нас не убивает- делает инвалидами.
1
3
Ответить
  
краснодар
Сообщений: 307
природа +5! присутствует у автора некоторая предвзятость...
3
2
Ответить
   
Е-бург
Сообщений: 21
маладес
2
4
Ответить
     
Kostroma
Сообщений: 101
Уже за вступление отлично!!! Молодец. правильные слова про армян и грузин.
I`m russian. Служил в СА в Грузии и Армении, было поразительно доброе
отношение к нам солдатам. Буду читать дальше.
14
3
Ответить
     
Kostroma
Сообщений: 101
Прочитал. Огромная благодарность автору. Вот так и надо ездить
по странам с чужой нам культурой и религией. Посетил и оценил утерянные
армянские(христианские) святыни. Обьективно описАл доброжелательность
турок, что для меня неожиданность. И для меня очень важно, что не пошёл ни в
одну мечеть. Чего туда ходить пялиться, фоткать, пусть там люди со своей
религией находятся. Удачи в Курдистане!
12
1
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
macGregor:
Красиво там, вот бы ещё турков оттуда убрать - рай был бы на земле!
michail f:
Турция! Армения! Что там не так? ...Турция моя любовь! Уж только потому, что сын мой, учась в русско-турецком лицее, на неплохом уровне выучил их язык. А.
hono:
нормально проехался...из отчета ясно что турки не "гуд", а армяне очень даже "гуд". только непонятно почему турция процветает, а армяне разбегаются из "цветущей" родины.
...Allex...:
природа +5! присутствует у автора некоторая предвзятость...
Прошу ещё раз внимательно прочитать мои заметки. Когда мы говорим о теперешнем времени, нигде у меня не сказано что турки плохие. Наоборот, я всегда подчёркивал насколько они радушны, гостеприимны и стремятся помочь.

Но это не относится к двум следующим категориям:
а) Турецкому государству. Пмсм люди (везде) могут быть очень хорошие, а государство и политики - г...но. Что и имеем.
б) А что геноцид армян был и его не абстрактное государство устраивало, а конкретные люди - это факт. В данном случае турки начала ХХ века.

А как следствие надо вспомнить как быстро могут оскотиниться люди. Совсем недавние примеры - Югославия. Косово. Та же Ливия. А если далеко не ходить то те же Цапки в Краснодарском крае...

Так что не надо убирать турок, они вполне себе на месте. А почему (если) там что-то не то с Арменией, - опять вопросы к государству, а не ко мне.

И предвзятость действительно есть. Она называется мировоззрение.
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
21
3
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
hono:
нормально проехался...из отчета ясно что турки не "гуд", а армяне очень даже "гуд". только непонятно почему турция процветает, а армяне разбегаются из "цветущей" родины.
Hono, я 23 июля днём буду проезжать Элисту по пути в Ирак, часа эдак в два пополудни. Собираюсь там пообедать. Давайте вместе? (в смысле пообедаем, а не в Ирак. Хотя если хотите....)
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
3
 
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
Нинель25:
мне понравились ваши мысли, мышление....спасибо.....очень счастлива за ваше путешествие!;))))
Нинель, спасибо за тёплые слова! Мне очень понравилось у вас в Дивногорске ( https://travel.drom.ru/16203/), а тут такая весточка из знакомых мест!
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
3
 
Ответить
   
orel
Сообщений: 26
Мне отчет понравился.своеобразный взгляд на историю и политику (не думаю что предвзятый) сосесдних стран.автор,пиши еще.+5
5
2
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
Fistashka25:
Сам отчет-калосальный труд автора, но лично для меня несколько суховат, потому что, как мне кажется, должен прежде всего быть написан для себя самого в первую очередь... а тут - посвящается одним, пишется специально для других! Сам автор не соизволил даже "показаться" другим ни на одной фоточке....странно! Поэтому для меня отчет "неживой". Было очень интересно посмотреть фотографии, хотя написано чуть-чуть чопорным и сложноватым языком.
Дорогая Фисташка!

Должен признаться, не люблю фоток типа "Это я, любимый, и сзади там ещё что-то - Колизей, или Нотр Дам, а может Гималаи". Поэтому и сам себя не люблю фоткать. А ещё в этом путешествии был один, а самого себя, даже и любимого, как то не очень удобно...

Ещё признаюсь в страшном грехе: терпеть не могу разглядывать фотографии номеров в отелях, и сам их - увы! - не делаю.

А чтобы доказать Вам, что не шпион я заморский, посмотрите мои другие отчёты - по Мексике или по Красноярску, там моя физиономия присутствует. Может, понравлюсь и заслужу прощение!

А за тёплые слова - спасибо. И не кидайте в меня камень за мой язык! Слишком уж многие хотели его укоротить, а мне он дорог и как память, и как средство.

Best Regards,
PeterC
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
16
1
Ответить
 
Щёлково
Сообщений: 6570
Не могу вспомнить чтобы читал другие отчеты. Кажется пытался, но не осилил.
А здесь прочел до конца. На мой взгляд вполне читаемо, не могу сказать что сухо или заумно. Хорошие фотографии, хотя сам рассказ показался несколько противоречивым. Вроде бы и турки каждый в отдельности хороши, а вот как народ в целом, да еще и в начале прошлого века... Насчет того как могут оскотиниться люди причем совершенно неожиданно. Я хорошо помню как на российско-казахской границе в 2010 году видел забитые маршрутки с узбеками ехавшими из Киргизии у них даже вещей с собой не было и им было реально все равно куда ехать, только бы подальше. И правительство тут как бы ни причем было.
В общем я хочу сказать: "спасибо, автор!"
6
3
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
yury612:
Молодец!!Отличн ый отчет,много интересного!!В Ирак на ТАХО?
Только на ней, на Тахе. Я же всё-таки тахерист! Вон Reiser знает, он в Питер приезжал.
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
2
 
Ответить
     
Находка
Сообщений: 107
PeterC:
Дорогая Фисташка!
Должен признаться, не люблю фоток типа "Это я, любимый, и сзади там ещё что-то - Колизей, или Нотр Дам, а может Гималаи". Поэтому и сам себя не люблю фоткать. А ещё в этом путешествии был один, а самого себя, даже и любимого, как то не очень удобно...
Ещё признаюсь в страшном грехе: терпеть не могу разглядывать фотографии номеров в отелях, и сам их - увы! - не делаю.
А чтобы доказать Вам, что не шпион я заморский, посмотрите мои другие отчёты - по Мексике или по Красноярску, там моя физиономия присутствует. Может, понравлюсь и заслужу прощение!
А за тёплые слова - спасибо. И не кидайте в меня камень за мой язык! Слишком уж многие хотели его укоротить, а мне он дорог и как память, и как средство.
Best Regards,
PeterC
В моих глазах полная реабилитация, прощены на веки вечные! Повезло Хоно с ужином....
6
 
Ответить
     
элиста
Сообщений: 89
PeterC:
Hono, я 23 июля днём буду проезжать Элисту по пути в Ирак, часа эдак в два пополудни. Собираюсь там пообедать. Давайте вместе? (в смысле пообедаем, а не в Ирак. Хотя если хотите....)
ок...без проблем...поляна за мной...тока в личку скинь номер тел
1
 
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 4
Автору большое спасибо за отдушинский отзыв) Порадовало всё: фотографии, комментарии, знания по истории))) Уже несколько лет каждый день захожу на этот сайт, но не регистрировался, и вот не удержался и зарегился, чтобы выразить благодарность)
7
2
Ответить
     
Москва
Сообщений: 76
Спасибо за отчет, много нового узнал, т.к. в этой части Турции так и не бывал.
Хотелось бы поделиться опытом общения с полицаями, чтобы Вам не налететь в следующей поездке. Превышение скорости карается весьма строго. На трассе никто не тронет до 99. 110 при 90 разрешенных что-то типа 40 долларов. 123 при 90 разрешенных тянут на 130 долларов и жуткий гимор в придачу. Чтобы заплатить их. Наверное с прокатной машиной проще, а вот с русскими номерами - полдня задорного секса потратил. И не заплатить нельзя (вписали в декларацию на машину), а если платить на выезде (больше чем через 10 дней, после выписки штрафа), то сумма *2. Так что не надо наступать на проверенные грабли :-)

Может на востоке нет контроля - в остальных местах часто попадается, в т.ч. и на платных автобанах, особенно ближе к его окончанию. Да, и суммы штрафа зависят не от количества километров в час, как у нас, а в процентах. Это еще дороже нашего выходит.
Мой отзыв: Peugeot 308 2011
1
1
Ответить
Пятигорск
Сообщений: 1
Мне 32 из них 25 пять прожил в Араратской долине.Каждый божий день видел гору Арарат.С нашей стороны она прекрасна. Хотелось бы увидеть со стороны Турции.Очень жаль что погода подвела. Друг мой!Большое вам спасибо! Было очень интересно! ТВЕРДАЯ 5+
11
1
Ответить
     
Moscow
Сообщений: 2975
хорошая поездка
2
2
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
hono:
ок...без проблем...поляна за мной...тока в личку скинь номер тел
Это как-то неправильно... Давай ты организуешь, а мы оплачиваем. Лады? А потом ещё мелькнула мысль, чего ради в Ставрополь ехать ночевать, может зависнем в Элисте - посоветуешь где. А утречком рано сразу рвануть в Тбилиси.
Подробности скину в личку.
И - спасибо за приглашение!
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
3
 
Ответить
  
Воронеж
Сообщений: 8805
Места, где происходила самая древняя история человечества. Мне близка подобная оценка ситуации, за отзыв 10 из 5 возможных. Очень понравилось!!!
Subaru Forester SH 2012 2.0 150hp резвый проходимец
Honda S-MX 1999, lowdown был!
6
1
Ответить
     
Санкт-Петербург
Сообщений: 82
Лучший отчет многоуважаемого Автора, знакомством с которым горжусь.
Спасибо за эмоции, анализ, историю, знания.
Кто знает, может тряхнем стариной и напишем еще один совместный отчет (как из Красноярска) про поездку в Курдистан.
3
 
Ответить
 
герой ВОЛГОГРАД
Сообщений: 7679
Спасибо за отчёт и интересные фотографии. Своеобразный взгляд автора на "древнее царство Урарту" даёт пищу для размышления. Земли эти овеяны интересными легендами и путешествовать по ним одно удовольствие, но более тщательно, в смысле распологать временем.Случаем, через Волгоград проезжать не будете?
Эх,прокачу!!!!!
2
1
Ответить
    
Новочеркасск
Сообщений: 44
Великолепный отчет! Что меня поражает, так это отсутствие плодородных земель(сравниваю с Ростовской областью и Краснодарским краем)и при этом такое большое население и такие отличные дороги в таких трудных для строительства местах!
3
1
Ответить
   
Пятисотрублёвск
Сообщений: 576
Генрик:
Мне 32 из них 25 пять прожил в Араратской долине.Каждый божий день видел гору Арарат.С нашей стороны она прекрасна. Хотелось бы увидеть со стороны Турции.Очень жаль что погода подвела.
Поверь, это не самый лучший его вид. Армении повезло много больше.
Только начнешь привыкать к хорошим новостям, как новости становятся еще лучше.
3
1
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
ник волгоград:
Спасибо за отчёт и интересные фотографии.Случаем, через Волгоград проезжать не будете?
Будем. 21 июля планируем искупаться в Доне примерно в 9-10 утра в Краснодонском, оттуда прямиком в Волгоград (около часа дня) и далее в Элисту.
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
 
 
Ответить
  
Новосибирск-Сочи
Сообщений: 13643
крепкая пятерка!
2
 
Ответить
  
Тюмень
Сообщений: 414
PeterC, спасибо за отчет. Всецело разделяю Вашу точку зрения.
Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!
2
 
Ответить
     
Сообщений: 107
Вот Вы, автор, когда-то меня похвалили:) а я, к сожалению, Вам ответить тем же не могу:(
По мере прочтения, у меня возникло желание добавить к названию отчёта приписку "...или в поисках негатива". Мне жуть как не нравится, когда постоянно и навязчиво пытаются обратить внимание на что-нибудь нехорошее. Если человек находится на отдыхе, по-моему, следует любоваться красотой горного озера, а не выискивать кучи мусора на берегу и выставлять на всеобщее обозрение этот факт. В конце концов, этот мусор оставляют именно те хорошие и доброжелательные турки (читай, курды), к которым у Вас нет никаких претензий. И не стоит разделять власть и народ. Поскольку именно эти трудяги из глубинки выбирают ту власть, которая сейчас и правит, а значит и выражает волю именно этой категории граждан.
Теперь об истории. По незнанию или намеренно, но исторические факты Вы подгоняете под своё мировоззрение.
Во-первых, дворец Исхак-паша Сарайы не имеет никакого отношения к крепости Баязет. И уж тем более, мечеть на его территории никак не могла быть выстроенной на костях русских солдат, поскольку сооружена она была на рубеже 17-18 веков.
Во-вторых, город Ани был разрушен и покинут задолго до османов. И причиной этого стал именно Шёлковый Путь. Точнее то, что ШП потерял свою актуальность, в результате Ани отодвинулся на задворки цивилизации и был покинут людьми. Турки там, конечно, покуролесили, но это были несколько другие турки - сельджуки. А вот к дальнейшему разрушению города руку, причём неоднократно, прикладывали грузины на пару с курдами. А завершили процесс монголы и, естественно, землетрясение.
История - она "штука" очень занимательная, но выводы из неё лежат не на поверхности, и "открытия", сделанные после знакомства с ней далеко не всегда греют душу усладой, если, конечно, не подгонять все факты под своё мироощущение.
Несколько уточнений:
1. Монастырь под Трабзоном называется Сумела.
2. Слово "гечиди" с турецкого можно перевести как "перевал". А название того перевала - Чам. ("зam geзidi" - "сосновые ворота")
3. Что касается перечисленных Вами альпийских перевалов, то Сен-Бернар по счёту только 14(!) в списке. Самый высокий - это Коль-де-Лизеран (2770 м). И даже в той же Швейцарии Сен-Бернар только третий по высоте после Умбраиля и Нюфенена.
П.С. Во время осуществления поездки в Ирак имейте ввиду, что на границе нужно оставлять залог за машину порядка 5000$.
10
4
Ответить
    
54
Сообщений: 1576
интересно
 
1
Ответить
 
герой ВОЛГОГРАД
Сообщений: 7679
PeterC:
Будем. 21 июля планируем искупаться в Доне примерно в 9-10 утра в Краснодонском, оттуда прямиком в Волгоград (около часа дня) и далее в Элисту.
Могу встретить и организовать экскурссию.
Эх,прокачу!!!!!
 
 
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 12
dmitrydmitry:
Хотелось бы поделиться опытом общения с полицаями... 123 при 90 разрешенных тянут на 130 долларов и жуткий гимор в придачу. Чтобы заплатить их.... а вот с русскими номерами - полдня задорного секса потратил. И не заплатить нельзя (вписали в декларацию на машину) Может на востоке нет контроля
Странно... 123 км/час - это именно та скорость, с которой я ехал именно по Восточной Турции (трасса Трабзон-Батуми) и оштрафовали меня именно на 130!... Только не долларов, а турецких лир! Насчет русских номеров - проблем с уплатой штрафа на границе не было. И ни в какую декларацию на машину этот штраф не вписывали, так как никакой декларации на машину не было вообще! Была отметка в российском загранпаспорте (печать: марка, номер авто, сроки ввоза-вывоза автомобиля). Все это описано в моем отчете ( https://travel.drom.ru/19432/) Очень странно... Особенно смущает, что Вы нарушили скоростной режим точнехонько на 33 км/час, прямо, как я... И заплатили те же самые 130... Или произошло такое разительное совпадение наших случаев нарушения или... одно из двух... :-)
1
 
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 12
Извиняюсь, dmitrydmitry, правильная ссылка на мой фотоотчет - https://travel.drom.ru/16668/ Извините за неточность.
 
 
Ответить
  
Краснодар
Сообщений: 12
PeterC:
И предвзятость действительно есть. Она называется мировоззрение.
Приятная трактовка... :-) Не скажу, что мне крайне близка Ваша точка зрения на армяно-турецкий конфликт (геноцид), но вышеописанная трактовка, без сомнений, импонирует. :-) PeterC, Вы в прошлом году, прочитав мой отчет по Турции ( https://travel.drom.ru/16668/), написали: "такой отчет - это большая помощь в планировании своих путешествий. Я бы с Вами в пустыни в Мексику поехал.", на что я ответил, что мечтаю съездить в какую-нибудь пустыню поближе. Так вот, докладываю, я все же в Белую пустыню Египта на машине попал в этом году (отчет на: https://travel.drom.ru/19432/ )... В Мексику - нет, к сожалению. :-( А насчет планируемой Вами поездки в Иракский Курдистан, какова продолжительность? Возможно, если у нас не сложилось с совместным посещением пустыни, то, может, с Ираком сложится?.. :-)
2
2
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
kivi666:
Приятная трактовка... :-) Не скажу, что мне крайне близка Ваша точка зрения на армяно-турецкий конфликт (геноцид), но вышеописанная трактовка, без сомнений, импонирует. :-)PeterC, Вы в прошлом году, прочитав мой отчет по Турции ( https://travel.drom.ru/16668/), написали: "такой отчет - это большая помощь в планировании своих путешествий. Я бы с Вами в пустыни в Мексику поехал.", на что я ответил, что мечтаю съездить в какую-нибудь пустыню поближе. Так вот, докладываю, я все же в Белую пустыню Египта на машине попал в этом году (отчет на: https://travel.drom.ru/19432/ )... В Мексику - нет, к сожалению. :-(А насчет планируемой Вами поездки в Иракский Курдистан, какова продолжительность? Возможно, если у нас не сложилось с совместным посещением пустыни, то, может, с Ираком сложится?.. :-)
Я имел в виду конечно разведку (а не мексиканские пустыни). Но признаться в этом могу сейчас, по удивительному совпадению только что сегодня прочитанному Вашему отчёту о Египте. Браво! За карту в начале отчёта особое спасибо. Ну и вообще приятно когда мировоззрения, т.е. предвзятости, совпадают. А на пляже и повеситься от тоски можно, а? Ирак: из Питера пятница 20 июля, старт в 2 часа дня. До Элисты нон-стоп, там 21 июля встречаемся с дромовцем hono, везу ему сюрприз, ужинаем, ночуем. 22 днём переход границы в Верхнем Ларсе, ночёвка в Тбилиси. 2 дня Турция, 3-4 Ирак, потом опять Турция в направлении Мраморного моря. 30 июля группа распадается: я еду через Грецию и на пароме в Италию. Другие возвращаются в Россию через болгарорумынию. Но кто-то может не захотеть ехать через Европейскую часть Греции, и вернуться через Грузию.
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
1
 
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
ник волгоград:
Могу встретить и организовать экскурссию.
Спасибо! Встретиться - с удовольствием! На типа перекус в районе обеда или до того. Экскурсию - извините, на этот раз пас по причине нон стопа до Элисты. Но повидаться сочту за честь.
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
 
 
Ответить
  
Ереван
Сообщений: 10
Dmitry13:
Классная поездка! Жаль что Арарат не показался. Мировоззрение автора разделяю.
А мне Арарат показался.....с той стороны во время поездки по Западной Армении с 9 - 12 сентября 2011г. за несколько дней до поездки автора статьи, и каждый день его вижу из балкона своего дома и поверьте мне он прекрасен!!!!
2
 
Ответить
  
Ереван
Сообщений: 10
Генрик:
Мне 32 из них 25 пять прожил в Араратской долине.Каждый божий день видел гору Арарат.С нашей стороны она прекрасна. Хотелось бы увидеть со стороны Турции.Очень жаль что погода подвела. Друг мой!Большое вам спасибо! Было очень интересно! ТВЕРДАЯ 5+
Сергей Р.:
Поверь, это не самый лучший его вид. Армении повезло много больше.
Должно же было Армении в чем то "повезти"
3
 
Ответить
  
Ереван
Сообщений: 10
Автору огромное спасибо за прекрасный рассказ. Я сам проделал подобную поездку в начале сентября 2011г. Поездка была не запланированная, просто в Кобулети куда мы с женой поехали отдыхать были дожди...и внезапно появилась идея, "а не проинспектировать ли нам наши территории?!!" Так и поехали за 4 дня 2300 км по маршруту Батуми - Сарпи - Олту (родина моей бабушки) - Артвин - Ардаан - Алашкерт - Ван - Ахтамар - Татван - Карс - Ани - Вале - Ахалцихе - Ахлкалаки - Гюмри - Ереван. Я своими глазами видел то, о чем мне рассказывала в детстве моя бабушка.... Эмоций было море.... и грусти тоже.
Хотел сам написать об этой поездке, но уверен не смог бы написать лучше, чем Вы. Я лишь могу подписаться под каждым Вашим словом и поместить несколько фото с той поездки. Спасибо Вам ОГРОМНОЕ!!!
9
 
Ответить
  
Ереван
Сообщений: 10
И еще Уважаемый PeterC, если в будущем запланируете поездку по Армении, я покажу Вам "нетуристическую Армению" поверьте она не менее прекрасна, чем наша "Потерянная Родина". И рассказа о путешествии по Армении на сайте нет (информация к размышлению).
5
 
Ответить
    
Ереван
Сообщений: 1477
PeterC, спасибо большое за рассказ. Чувствуется что поездка была не "для галочки", а от сердца. И спасибо за добрые слова и память об исторической Армении и грустных моментах в истории.

Сам планирую подобное путешествие по исторической родине, может этим летом или осенью.
Mitsubishi Delica D5 2.4 + Suzuki SX4 2.0 + Volvo XC90 4.4
http://www.drive2.ru/users/rafayel/
Мой отзыв: Honda Accord 2006
7
 
Ответить
    
Аккерман
Сообщений: 36
Спасибо за интересный рассказ. У меня пара вопросов-1.Не помнишь сколько км ты на спидометре намотал по Турции. 2.Участок дороги между Татван-Эрзерум как в смысле качества и рельефа? Дело в том,что я сам планирую летом на машине из Одессы в Грузию,а дальше еще не решил(Армения или Восточная Турция).Так мой планируемый турецкий маршрут полностью совпадает с твоим(только в обратном направлении). А подсчет км.по картам дает очень разные цифры.
 
 
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
Vetsi:
Спасибо за интересный рассказ. У меня пара вопросов-1.Не помнишь сколько км ты на спидометре намотал по Турции. 2.Участок дороги между Татван-Эрзерум как в смысле качества и рельефа? Дело в том,что я сам планирую летом на машине из Одессы в Грузию,а дальше еще не решил(Армения или Восточная Турция).Так мой планируемый турецкий маршрут полностью совпадает с твоим(только в обратном направлении). А подсчет км.по картам дает очень разные цифры.
Дорога из Трабзона до Эрзурума – отличная, но горная, мин 3 больших перевала, много серпантинов. От Эрзурума на юг (в обратном порядке, т.к. ехал с юга): Татван – Муш прямая равнинная, отличное шоссе. Муш – Варто – хорошая дорога, по горам. Затем я из Варто свернул на запад по местной дороге до Карлиовы которая уже находится на шоссе №950. Эта местная дорога сначала хорошая и идёт по очень живописным предгорьям вдоль хребта, одно удовольствие, затем 10 км стройки, затем 10 км какого-то невнятного просёлка по деревням, вплоть до выезда на шоссе №950, а оно уже – отличная практически пустая дорога до Эрзурума, тоже по горам но можно быстро. Но тебе если без лишних приключений то надо из Эрзурума ехать на восток по №100 а затем на юг по №955 которая через Варто идёт в Муш Если будешь останавливаться в Татване рекомендую отель Мостар, а ещё у меня есть контакт местного турорганизатора, Хаким его зовут, по аглицки может говорить, nemrut.krater.lake@ http://hotmail.com его адрес, будешь писать передай привет. Я у него ничего не организовывал, познакомились в отеле Мостар, чай пили. Да, километраж по Турции был около 2200 -2300 км
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
1
 
Ответить
   
Саратов
Сообщений: 28104
Классный, познавательный отчет. Про Ирак думается будет не менее интересно.
Если трезво взглянуть на жизнь, то хочется напиться.
1
 
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
Всем привет! Приглашаю вместе съездить в Ирак!

Я запостил сообщение о предстоящей в июле 2012 поездке в Ирак на дромовском форуме "Путешествия и приключения". Там всё подробно изложено. Дром счёл ветку важной и поэтому она в самом начале, называется "В Багдаде всё спокойно"
Плюс ещё собираемся отчёты "вживую" по два раза в неделю из путешествия публиковать

Приглашаю присоединяться!

С уважением
PeterC, можно просто Питер
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
 
 
Ответить
    
Москва
Сообщений: 1795
Уважаемый Питер! Большое спасибо за прекрасный отчёт.
Планирую через несколько дней с семьёй отправиться в Турцию через Грузию, обратно через турецкое побережье средиземного моря, Болгарию, Румынию. Поеду в восточную Турцию по Вашим следам, именно поэтому Ваш отчёт мне очень полезен.
К сожалению не смогу к Вам присоединится, так как 23 июля должен быть в Москве.
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион
1
 
Ответить
     
Сыктывкар
Сообщений: 80
Большое спасибо за отчет и напоминание о истории нашей страны. Удачи в Ираке!
1
 
Ответить
   
Лесостепск в краю болот
Сообщений: 26056
Монастырь Шумела впечатляет, да..уж хотелось бы там побывать.
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.
 
 
Ответить
   
Уфа
Сообщений: 711
добрый ночи!
не совсем понятно откуда в Турции взялась гора Арарат???
Агридаг знаю, Арарат не знаю...
автор, как там с проверками на дорогах? был в 2004г. прошел весь турецкий Курдистан, проверки через 40-50 км, г.Игдыр опутан колючкой и мешками с песком, в темное время суток-комендантский час с бронетранспортерами и пулеметами на вышках ))
GSM-+79273173373
Phone- +7(347)2235085
ICQ-445769995
Skype-ufamarsel
 
6
Ответить
  
автор
Петербург
Сообщений: 414
МарсельУфа:
добрый ночи!не совсем понятно откуда в Турции взялась гора Арарат???Агридаг знаю, Арарат не знаю...автор, как там с проверками на дорогах? был в 2004г. прошел весь турецкий Курдистан, проверки через 40-50 км, г.Игдыр опутан колючкой и мешками с песком, в темное время суток-комендантский час с бронетранспортерами и пулеметами на вышках ))
Привет! Арарат на нашей памяти всегда был в Турции - после того как турки западную Армению оттяпали. Так что парадокс - Ереван смотрит на Арарат который уже в Турции...

Проверки: их был абсолютный ноль. Ни одной. Блокпосты были, но какие-то пассивные, все мимо них едут под 60-80 и ноль внимания.
По Ыгдыру шарился весь вечер в поисках гостиницы. Обычный мирный городок, правда, дыра конечно пр сравнению с Парижем но всё же... И никаких колючек или проверок.

Говорят, постороже в првинции Хаккяри - но туда я не доехал, это самый медвежий угол Турции, самый юго-всоток
Отчёты: 29861Пакистан 21617Ирак 15064,18517Мексика 17005Босния 20056Исландия 19338Горы Турции
2
 
Ответить
  
Москва
Сообщений: 270
спасибо. Очень интересно
2
1
Ответить
    
Сообщений: 38701
Здорово изложено.
Зачет!!!)
3
1
Ответить
 
Yerevan
Сообщений: 193
Спасибо!
1
 
Ответить
    
Волгоград
Сообщений: 37
Дороги в Турции строят потому, что у них бензин дорогой. Так дорожный фонд и наполняют. У нас по 100р сделай с условием дорожного строительства - все против будут.
А геноцид Армян - сложная тема. Он тоже не на пустом месте случился. Если вникнуть в тему, то может такой радикально однозначный взгляд скорректируется.
1
2
Ответить
    
Сообщений: 1816
Как то еще больнее читать про Западную Армению в свете недавних событий.
"Кроилово ведет к пападалову" - старинная drom-овская мудрость.
Мой отзыв: Nissan AD 2008
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить путешествие

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром