Из Сибири на мото вокруг Европы, по 36 странам. Свадебное путешествие сына

02.04.2012 | 67028 просмотров

Два года назад мы семьёй из 6 человек проехали на микроавтобусе от Новосибирска до Кейптауна и потом до Эквадора. Сын Мишган женился на Оксане 17 июня. Она прошла «проверку Африкой» и стала Глазковой. Тут я сказал сыну, что мы с мамой (женой Светланой) едем в его свадебное путешествие. Ну и он недолго отказывался. План — проехать 36 стран Европы на мотоциклах.

Итак. План проехать 30 с мелочью стран Европы на мотоциклах. Россия — Эстония — Латвия — Швеция — Норвегия — Дания — Германия — Польша — Нидерланды — Бельгия — Люксембург — Франция — Испания — Португалия — Андорра — Монако — Италия — Ватикан — Сан-Марино — Швейцария — Лихтенштейн — Австрия — Чехия — Словакия — Венгрия — Словения — Хорватия — Босния и Герцоговина — Черногория — Албания — Македония — Болгария — Румыния — Молдавия –Приднестровье — Украина — Россия. Наш планируемый путь на карте — красный. Синий и жёлтый — это прошлые, пройденные дороги.

Два года назад мы семьёй из шести человек проехали на микроавтобусе от Новосибирска до Кейптауна.

И потом, уже вдвоём с женой, от Буэнос-Айреса до Перу. Где машину удачно конфисковали власти Перу.

Так что, побыв некоторое время пешеходами, мы докупили в семью второй мотоцикл — «Хонда Голд Винг 1500» (случайно, по пьянке). Ну и главное событие — сын Мишган женился на Оксане 17 июня. Она прошла «проверку Африкой» и стала Глазковой. Тут я сказал сыну, что мы с мамой (женой Светланой) едем в его свадебное путешествие. Ну и он, не долго отказывался. Свадьба прошла на УРА! 17 июня собрались восемь «Голд Вингов» сопровождения и куча других мото. Оксана в свадебном платье чувствовала себя на мотоцикле как дома.

Поэтому мы решили, что она должна привыкать к причудам нашей семьи и 30 000 км на заднем сиденье мотоцикла для неё — должен быть сплошным праздником.

СТРАНА №1. РОССИЯ. Территория — 1-я в мире. 17 075 400 км². Население 142 914 136 чел. (9-е) 8,2 чел./км².

ВВП На душу населения 15 800 $. Деньги — рубли. Бензин 25 — 27 руб за литр.

Кстати, я думал, что официальное ВВП намного меньше. Куда они его девают? На такие бабки и ни хрена не делать, кроме Олимпиады, Русского острова, Сколкова, нанотехнологий и дач. Умеют наши чиновники официальные общие бабки превращать в личные за рубежом.

Отъезд был назначен на 25 июня 2011 года. Ну и по-прежнему, любя простоту в жизни, мы выехали из дома. Рассказ про поездку по России я отложу на потом. Являясь прожженным оптимистом, ненавижу «плохие новости». Опять скажу, что проезд по России трудно назвать путешествием. Это какая-то проверка себя на вшивость. Прыжки по кочкам. Прятанье от ментов. Уворачивание от встречных легковушек и фур. Короче — жо…а. Ладно, буду вспоминать про Родину по ходу…

Подошли фотки. Придётся написать комментарии. Да и злость к российскому участку улеглась. Это в Тюмени мы ездили на горячие источники. Мне места хватило самого комфортного. Спасибо Валере-Батюшке за приём...

Помните такое кино? «Долги!!!»

Прошли мы 4 500 км до Питера за семь дней.

Под Нижним Новгородом сломался Мишкин мотоцикл. Провезли его на автовозе, где он пару раз упал.

Потом спецы Дяди Вовы из Владимира разобрали всё. Начали грешить уже на «мозги». Но оказалось, что китайский предохранитель, который тестером проверяли и мы, и парни, не работал. Чудо. Заменили и поехали.

В Москве у Ромы Шейха поменяли колёса.

На Мишкином отвалились пятаки внедорожной резины. Такого ещё мало кто видел. Но доехали как-то.

Первоначальный план с Питера был на Финляндию и Стокгольм. Но мы так уже ездили в 2007 году. Финляндия показалась тогда скучноватой. В Питер попали в пятницу и в самое окончание белых ночей. Найти из знакомых никого не смог. По известной песне — «Каждую пятницу я в г…но, но каждый понедельник — я огурцом…» Поселились отлично. Система отелей «Ра» — парковка и цена за полсуток. Хотели побыть в Питере пару ночей, но проехав по Невскому, Стрелке, вокруг Петропавловки, мы решили, что основное осмотрено, а что не увидели — на следующий раз… Ночью мы «развели мосты». Удивило количество туристов и лодок с ними. СОТНИ теплоходиков с десятками людей на каждом скопом едут от дворцового моста. Пробка на Неве. Питер как всегда — отличный город.

В принципе я догадывался, что у России с Прибалтикой есть границы. Но пока у них были визы — смысла туда ехать не было. А тут — Шенген — и заезжай. По очередной латанной-перелатанной дороге меньше, чем за 200 км, доехали до эстонской границы в Нарве. Простите — не в Пярну. Вот она моя 72-я страна.

СТРАНА №2. ЭСТОНИЯ. Территория — 129-я в мире, 45 226 км². Население 1 320 976 чел. (151-е) 29 чел./км²

ВВП На душу населения 19 200 $. Деньги — Евро. Бензин, кажется, 1,12 евро за литр.

Симпатично. Редкие домики. Поля. Хорошие дороги. В общем — едешь и дремлешь за рулём. Кстати, деньги там сейчас — Евро. Бензин что-то 1,2 евро за литр, но какой-то он «не эффективный». В России бака 20 литров мне хватало на 360-380 км. Здесь на 300 с мелочью.

Въехали в Таллинн. Перед Таллином город Колывань и посёлок Толмачёво. То ли Новосибирск основали эстонцы (правда, нашей Колывани больше 400 лет). То ли наши из Сибири — приезжали в Эстонию. Странные совпадения... В моём навигаторе Прибалтика не прорисована. Отели не показывает. Покружили по старому городу. Отели от 100 евро за номер и мест нет. Выходные. Кружили до самой ночи. Правда, здесь тоже «белые ночи». Нашли бюджетный отель — называется «16 Евро» — тоже полный. И рядом с ним скромный «Метрополь». 92 евро за номер. Хорошо платить карточкой. Меня бы жаба задушила выложить наличными 8000 руб за ночлег. Европа — мать её… Старый Таллииииинн симпатичный. Но какой-то компактный и я ждал большего.

СТРАНА №3. ЛАТВИЯ. Территория — 124 -я в мире 64 589 км² Население 2 236 910 чел. (143-е) 35 чел./км²

ВВП На душу населения 19 000 $. Деньги — Латы. 58 руб за лат. Бензин вроде 0,9 лат за литр.

Утром стартуем на Латвию. До Риги больше 400 км. Катимся. В Латвии дороги похуже. Латы дороже евро — по 0,7 за евро. Мишган заказал нам «апартаменты» по интернету. Они запросили данные с карточки. Но потом ещё раз взяли наличными. Правда, за два комнаты в старинном доме в самом центре прямо у вокзала — 50 евро за всё. Отличный вариант. Чип энд Гуд аппартамент. Улица Меркеля 3.

Это море в Юрмале.

Это паром Рига — Стокгольм. Идёт каждой в 17:30. Стоил на два мото и всех четверых 162 Лата, но это с окном каюта. Есть подешле на 30 Евро.

СТРАНА №4. ШВЕЦИЯ. Территория — 54-я в мире, 449 964 км². Население — 9 354 426 чел. (88-е). 22 чел./км².

ВВП на душу населения — 39 600 $. Деньги — шведские кроны. 4,2 руб за крону. Бензин 14 крон/литр.

Прошло немного времени. Сегодня 6 июля. Мы едем уже 11 дней. Не поверите. Каждый день вспоминаю, что вроде некоторым людям было бы интересно читать мои заметки. Но найти время и силы не могу. А мыслей в башке роятся тучи. Записывай только. Но плотненький график. Писать некогда.

СТРАНА №5. НОРВЕГИЯ. Территория — 67-я в мире, 385 186 км². Население — 4 937 000 чел. (114-е). 15 чел./км².

ВВП на душу населения — 59 600 $. Деньги — норвежские кроны. 5,2 руб за крону. Бензин 14 крон/литр.

Мы сейчас в Норвегии. Отъехали от дома почти 6 000 км. Даже не знаю. Россию можно пропустить. Итак, сегодня — Норвегия. Утром проснулись в Швеции в городке Аржанг. Для нас это имя родное (Андрюха Аржан) и мы не могли проехать мимо. От Стокгольма отъехали 400 км.

Начали пробивать цены на отели. Навигатор «Гармин» (самый недорогой) показывает отели вокруг. Заезжаем в «Бэст Вэстерн». Просят 1 550 СЕК (7 000 руб) за 1 номер. Нам нужно два… Не скромно. Один «В@В» не открывает двери. Во втором, с нескромным названием «Карл Двенадцатый», за простенькие номера — по 2 000 руб. Ну и парканулись мы в кемпинге. Постараюсь писать про то, что кажется мне не стандартным, а подчас и странным. Вот и первая странность. Кемпинги в Швеции и Норвегии. Похоже, у них нет дач, как в России. И они придумали себе тему. Кемпинг. В том, где мы были, всё было на уровне. Территория — несколько гектар. На берегу большого озера. На горе на уступах в лесу площадки для кемперов. По местам — больше 500 штук. Ресепшен. Платный бассейн. Минигольф. Ресторан. Несколько общих туалетов. Несколько домиков для проживания семьёй. Странность — что там делать. Многие кемперы обстроены деревянными настилами, заборчиками, беседками. Есть пристройки. Всё это, похоже, стоит годами. Цены за постой около 1 000 евро за лето и 600 евро за зиму. Вот так и живут. Дети бегают. Купаются. Лодки на прокат. У пирсов моторные лодочки стоят. Короче, мы взяли на семью самый бюджетный вариант домика — за 490 СЕК (2 000 руб). Вид отличный — на озеро.

Кровати двухъярусные. Печка. Посуда. Чайник.

Выехали с кемпинга поздно, поэтому сегодня, проехав меньше 300 км, мы решили запарковаться пораньше. Это Осло. Забавная смена караула. Много народу, пыли, есть тётки на конях, но так всё медленно.

Ну и парк Фрогнер. Дядька — Густав Виггеалан немного странный — эту колонну «Круговорот Жизни» — делал 20 лет, и как сделал — умер. Но там ещё 2 600 фигур.

Дорогу я выбрал нестандартную. Мои любимые дороги — местные — жёлтого цвета. Если на выезде из Осло мы попали в пробку и объезжали её по велосипедной дорожке, то на выбранной мной дороге — народ отсутствовал вообще. За 100 км мы встретили с десяток машин. Это дорога 245 от Ханифоса до Доки. Извилистая дорога по берегу фьорда.

Красота. Скорость 60-80 км и больше ехать не хочется. Парканулись в единственно возможном кемпинге «Докки». Кемпинг на берегу горной реки. Вид поскучнее. Маленький домик на 4 человека — 400 НОК (2 000 руб). Красивых домиков с залом и двумя спальнями не осталось. Да и цена — 200 Евро. Вот и сидим на крылечке.

Что-то про жильё много. Перейдём к еде. С едой — жопа. Её есть, её не сказать, что нет. Но пока разберёшься… Итак. Ели мы в Швеции в «Мак Дональдсе». При всей моей неприязни к нему — других вариантов не было. Заходили в китайский ресторанчик. Столовка. Цена за блюдо — 400 руб. Набрали пиццы и кебабов у курдов. Получилось ещё и на завтрак. Но даже без пива — 2 000 руб. Еды, кроме пиццы и всяких гамбургеров, практически нет. Заехали в ресторанчик — какие-то бутерброды с травой и мелкими креветками по 800 руб за штучку. Да, это вам не Тайланд. Ну и по совету форумчан перешли на питание из супермаркетов. Салатики там продаются неплохие. Упор они делают на картофельный салат. Но есть и греческий садзики. И русский салат, и итальянский. Ещё понравилось мелкоградусное пиво в Швеции — 2.1, 2.8 % алкоголя.

В Норвегии спиртное в супермаркетах не продают. Только пиво по идиотской цене — 130 руб за поллитра. Ещё удивил расчёт в магазинах. Банкомат дал кроны только по 500. Решил разменять. Купил мелочёвки в супермаркете. Даю 500 крон. Кассирша выбивает чек. Запихивает бумажку в автомат в щель для 500. Из щели 200 выползают 2 бумажки. И потом стоит ещё автомат, из которого высыпается мелочь для сдачи. Кассиру думать не нужно и ошибиться он не может. Дали монетку 20 НОКов. Это 110 рублей. Мелочь для норвегов… То-то они в Тайланде сильно радуются жизни. Им там — всё недорого. Закончу про еду. Салаты, фрукты, хлеб, морковка, креветки и раковые шейки. При умелом подходе на семью из 4 человек на ужин и на завтрак — на 2 000-3 000 руб. И, поверьте, для Норвегии — это даром.

Посмотрел. Пока фигня полная получается. Но, правда, особой красоты мы не видели. До нормальных фьордов не доехали. Какие-то цифры и, никакой эротики. Ладно, буду бороться со своей сущностью. Исправляться. Но, в то же время. Дороги хорошие. Что про них писать? Мотоциклы заводятся и едут. Мы в Мишкин даже масла купили на доливку. 1 литр масла, кстати, в Швеции — 500 руб, а в Норвегии то же масло — уже 900 руб. Да. Это за 1 литр. Да вообще. Спиральки от комаров, которых в Норвегии сегодня куча — больше 300 руб. Это разве жизнь? Заскочил. Посмотрел. И домой. Сразу я знал, что Европа мне не понравится. Хотя всё чинно. Красиво. Чистенько. Посмотрим…

7 июля. Выехали, как проснулись и позавтракали, то есть последними. С утра прохладно. Мелкий дождик. Дорога всё красивее. Едем вдоль озёр и фьёрдов. Когда поднялись на высоту 1 000 метров — похолодало до 15 град, а то и меньше. Периодически останавливаемся в супермаркетах. Вычитали в инете, что в супермаркетах COOP есть группа товаров с маркой X-tra с низкой для норвегов ценой. Если весь хлеб стоит 25-35 нок за булку, то Х-трашный 6-8. Ну и варенье вкусное из малины, клубники, лесных ягод. 1 кг варенья с косточками 70 руб. Кстати, в рыбной стране рыбы, как всегда, нет. Есть какая-то заморозка. Короче — нищета полная. Просто всегда всё сравниваю с домом и с Тайландом. Пока по всем раскладам — жить здесь нельзя… Правда, путешествовать на мото — песня. Даже Мишгану нравится, хотя он вначале и предлагал сократить Норвегию.

Теперь то, что удивило. Я в шоке от туннелей. Их количества. Смысла. Бесплатности. Как люди здесь жили раньше? Они веками не встречались. Перебраться через вертикальные скалы — невозможно. Теперь ты просто пронзаешь горы. За 380 км сегодняшнего пути около 40 км мы проехали по туннелям. Четыре туннеля были больше 6 км каждый. И около 20 — от 100 метров до 3 км. Ты просто заезжаешь в тупик в долине, где со всех сторон горы и через дыру попадаешь на другую сторону. Бывает ещё веселее — пронзаешь гору — выскакиваешь к фьорду — 1 км вдоль берега и в другую гору. Причём в туннеле ты можешь ещё подняться или опуститься на сотни метров. Есть туннель под заливом, который проходит ниже уровня океана почти на 300 метров. Самый длинный тоннель здесь 26 км. Но туда не хочется. Событий в тоннеле — мало происходит.

Как в тюрьме — время идёт, а пейзаж вокруг не меняется. Хотя для меня это — нескромное сравнение. Но в России от тюрьмы и от сумы — не зарекайся. Особенно в последний год как-то дома тревожно становится. Проехал я по друзьям. Страшненько как-то. Глупо. Беспредельно. Приличных, солидных, взрослых дядек реально прессуют. Смысл не понятен. Но люди потеряли бизнес. Теряют здоровье. Как-то это мерзко. Бездумная беспредельная власть. Когда иностранцы спрашивают меня про путешествие по России и про бандитов. То я говорю, что у нас главные бандиты — полицаи. Я когда отдал в Тюмени за 0,11 промилле 40 000 руб, как-то задумался о смысле жизни… Согласен. Закон — есть закон. Ну, выпил я вечером пива. Спал 10 часов. Утром позавтракал. Ловят. Показывает. Лишение. Для меня — это катастрофа. Окончание ещё не начавшейся поездки… Они это великолепно понимают. Добрые такие — называют цифру. Я не торгуюсь. Не то состояние (не по пьянке, а по настроению).

Правда, они сделали ошибку. Они решили проверить ещё Мишгана. У него их алкотестер показал 0,05 промилле. Это тоже — лишение прав. Но он точно выпил ПОЛБУТЫЛКИ ПИВА 15 часов назад. Херня получается. Что-то я про Родину и всё плохое. Есть хорошее. Еда на дороге. Мне нравится. Вкусно. Разнообразно. Дёшево. Люблю… Ну а полицейские посты сейчас по всей стране позакрывали. Осталось рабочих — процентов 20. Стоят с выбитыми окнами. Бывшие рассадники взяткобрателей. Ну и не останавливали меня больше ни разу. Я, правда, за грузовиком по обочине уходил пару раз, но они даже палкой не успевали махать. Самой поганое, что никто давно и не думает, что они борятся, чтобы безопаснее движение было и трупов на дороге было меньше. Нет. Для этого бы добавили две полосы и поставили разделитель. И вот все полицаи резко бы обломились. Нет обгонов. Нет разворотов. Даже превышений скорости стало бы в разы меньше. Но тогда смысл их работы пропадает. Вооружённый бандитизм под эгидой закона. Ладно, о доме ещё раз попозже. Есть у меня объяснение…

Ну, вот у них — эти туннели — бесплатные. Потом следующая фишка — паромы. За 1 мотоцикл с водителем и пассажира брали 68-73 нока (350 руб).

Прикольно, когда причаливаешь к почти вертикальной скале и прямо от причала две дыры — тоннеля в скале. Выезжаешь уже на другом фьорде или на другом озере…

Пока мы заезжали в несколько супермаркетов — размяться. Пока смотрели на ледник.

Пока проезжали мимо сотен водопадов и рек, стекающих почти по вертикальным стенам — наступило критическое время. Шесть часов вечера. Давно пора селиться. Тут ещё поднялся ветер. Похолодало. Тучи. Ощущение дождя, а может и ливня. Остаться на улице в «гостеприимной» Норвегии не хочется. После второго парома, где вода от волн перелетала через нос и заливала Мишгана, удерживающего мотоциклы от падения, мы пытаемся поселиться. Мест нет. Да и место — не очень. На подветренном берегу и рядом — пустыня. То есть — отсутствие городов… Заходит огромная чёрная туча. В три ближайших отелях ценники — 100 евро, 150 евро за номер, а в одном с гольфом — никого не было… Едем дальше. Уже 7 вечера. Перебор, но селиться нужно. Заезжаем в городок Нордфьорденг. Кемпинг. Дозваниваемся в ресепшене. Первый вопрос — есть места? Просим парня показать варианты. Он говорит — ехать далеко — смотрите на фото. Один домик — 700 нок. Второй с четырьмя комнатами — 800 нок (4 200 руб). Оплачиваем большой. Парень садится на трактор и разгоняется до 50 км/час. Через один км на берегу озера отдельный дом. Песня. Набрали в лесу и под терасой палок. Топим камин. На улице дождик. Начался туман и не стало видно соседних скал с пятнами снега. Стираемся. Нашли сушильную машину. Есть горячая вода. КРАСОТА!!! Простыней нет, как и во всех кемпингах Норвегии. Но это — мелочи…

8 июля. Утром проснулись. Мамочка, как всегда, в 6 утра. Я в 10. Весь вечер и почти всю ночь был дождик. Мотоциклы помыло. Когда проснулся я — уже во всю светило солнце. Облака не могли прорваться через горы, и им приходилось их огибать. В 12 выехали.

Решили объехать один паром по берегу вокруг фьорда. Отличная узенькая дорога с карманами для разъездов на 40 километров длиннее. Встречные машины раз в 5-10 минут. Едем медленно. Заезжаем во все городки по дороге.

Очередной паром. Опять многокилометровые тоннели. Набрали кучу путеводителей, включая и на русском языке. Едем в Олесунд. Считается, что это — северный Париж. Городок симпатичный, но про Париж — это перебор.

Поели в китайском фаст фуде. Ценник — норвежский. Перекус без питья — по 400 руб с человека.

Ну и вид на Олесунд со смотровой площадки. Аксла. Есть указатели.

Но мы приучаемся к местной жизни. В домике была кофеварка. Народ теперь пьёт холодный сваренный кофе. Я — АйсТии. Самодельный. Без консервантов. Завариваю чай и замешиваю туда малинового варенья. Отличный запивон — всё натуральное и задаром. А это — кто не знает — магазин «7-Елевен», то есть не сам магазин, а пародия на него. По ценам и ассортименту...

Очередной паром перед городком Молда. Пока самый длинный. Стоит 200 ноков за два мотоцикла. Всю дорогу я смотрю машины с русскими номерами. Пока не видел. Тут выходит пара из соседней машины и говорит по-русски. Екатеринбуржцы едут на арендованной машине. Читают те же отчёты с Винского, что и мы. Правда, с погодой им не повезло — всю неделю дожди. Я — как всегда — «Вестник Лета». Поэтому мы едем не по жаре, но солнышко постоянно и от 17 до 23 градусов. Комфортно — не потеешь. Решили поселиться вместе в первом кемпинге. Мы обломились — домиков свободных нет. Ёбуржцы с палаткой — селятся без проблем за 155 ноков. Первоначально был план заселиться и этим же вечером проехать по Атлантической дороге до Кристиансуда и вернуться обратно. Планы поменялись. Решили выехать на атлантическую дорогу и там поискать кемпинг. Гармин показывает только дорогие отели. Попали на первую платную дорогу, но, как я и подозревал, для мотоциклов все дороги — бесплатны.

Через десяток километров очередной кемпинг. У ресепшена стоят те же люди, что и в очереди в прошлый кемпинг. Им и достаётся последний домик. В итоге отъехали от Молды на 50 км до самой западной точки — городок Бад. Домик есть. Селимся в него без просмотра. Оказывается, что нет одеял, посуды, кастрюль. Зато всего 350 ноков (1 800 руб.).

До знаменитого кривого моста километров 30-40. Решаем туда съездить. Но по привычке, заезжаем в магазин. Начинаем скупать продукты Х-тра. Вот они все на фото.

Увлекаемся. Набираем два полных пакета. Открываю чемоданы на «Голде», а они и без того забиты прошлыми, не доеденными продуктами. Приходится ехать домой — завозить продукты в домик. Ну, раз мы дома — решили перекусить. Поговорил с немцами соседями. Здесь почти все кемперы — немецкие. Тут стал накрапывать дождик. Ну и отложили мы Атлантик Роуд на завтра. Так потихоньку наш виртуальный график растягивается, но запаса времени ещё куча…

9 июля 2011. Утро. Туман. Ветер немного стих. Всю ночь был дождик. Выезжаем на Атлантическую дорогу. Может быть, мы немного заелись, но на рекламном плакатике — она выглядит намного лучше. Даже проехав разрекламированный кривой мост — мы до конца думали, что будет ещё один — круче и цепь островов, связанная мостами, как на фото.

Так и доехали до Кристиансунда. Перед ним пункт сбора денег. С мото тоже берут. По 57 вроде нока — не помню, но может ещё и с пассажиров.... Но за эти деньги разрешают проехать по очередному 6 км туннелю.

Правда, проходит он под заливом и спускаешься довольно глубоко. Обратно до Молде поехали по прямой.

Попали ещё на оплату проезда по мосту. Там выморозили что-то 136 ноков. Дороги вдоль фьордов и озёр. Иногда поднимаются. Иногда спускаются. А это просто бесплатный мост и с него народ ловит рыбу. Я видел. Не народ — рыбу...

Мы едем к дороге Троллей. Долго мы её искали. Ориентиры, которые дают другие путешественники, нельзя найти даже на подробнейшем автомобильном альбоме карт Европы. Но нашли. Дорога реально красивая. Серпантин. Горные реки. Водопады. Виды. Всё на 5 и даже на 10. Снег лежит. Из него реки бегут. Вода абсолютно чистая. Фоток море. Фотки бы выложить. Сделаю…

Встретили пару из Москвы. На мотоцикле. Первая техника с российскими номерами. Но они побыстрее едут.

Потом идёт водопад в ущелье.

Мы вроде стабилизировались. Дневные пробеги последнее время — 250-300 км. Думаю, что за 7-8 дней основное посмотрим. Всё смотреть нельзя. Потом смысла не будет возвращаться. А страны то кончаются. Нужно что-то оставить на старость…

Добрались до городка Гейрангер. Его тоже хрен найдёшь на карте. Мелкая деревенька. Но место — известное.

Вот и мы думали здесь поселиться и потом съездить на кораблике по Гейрангер Фьорду. Он считается одним из самых красивых… Когда мы начали по серпантину спускаться к фьорду и городку, то виды великолепные.

Время 5 вечера. Отлично приехали. Заранее. Но все домики во всех 5 или 6 кемпингах — заняты. В отелях тоже нет мест. Видим какое-то объявление о сдаче. Мишган настырный. Находит. Комната в доме с видом на фьорд с горы — 500 ноков.

Берём за последние наличные. Хотим успеть на паром. Спускаемся на пирс. Паром стоит. Уже загружен. Решаем оставить мото на стоянке, прокатиться на пароме, потом на нём же вернуться и ехать ночевать. Тут Мишган засомневался — ехать ли ему на экскурсию? Я тоже притормозил — одно пиво взять или два? Сыра отломать — или взять весь кусок? Короче, пока мы потратили 20 секунд на сборы — паром закрыл ворота и отчалил. Я, было, загрустил немного. Но потом на стенде вычитал интересную информацию. Паром от Герангера до чего-то там идёт чуть больше часа. И этот паром в 18:30 — последний. И обратно уже не добраться. То есть наш отель бы пропал и вообще — мы смогли бы вернуться к нашим мотоциклам только утром. Перекусили на набережной за столом. Пошли изучать местную жизнь.

Короче, заповедник для туристов. Салаты около 100 ноков (520 руб.). Вторые и пицца от 120 до 180. В единственном супермаркете никаких скидок и пиво продают до шести вечера. А мы утром выбросили кучу недоеденных салатов и полбанки селёдки. Но еды всё равно ещё прилично в запасе. Опять же чайник есть в номере. Это в прошлом кемпинге Мишган выкрал на вечер на общественной кухне кастрюльку для готовки. А стаканы он делал из пивных банок. Чай пили в мотоперчатках, и то губы обжигает. Завтра план проехать по дороге Орлов, если мы правильно думаем, что она, где-то нам по пути. Потом выйти на самую красивую 13 дорогу. И заночевать в районе Бергена. Поляки опять звонили — ждут в гости. А мы ещё до них дней пять будем добираться минимум. Никаких суперновостей и открытий сегодня не было. Привыкли мы уже и к ценам. И к местным раскладам. Даже понемногу начали скоростной режим нарушать. Катимся короче… На завтра и послезавтра пообещали дожди весь день и похолодание до 12 градусов. Будем надеяться, что врут, как и наши синоптики. Шибко не охота по серпантинам по дождю...

10 июля. Ну и сволочи у них синоптики. Не обманули. График на большом телевизоре показывал, что в 9 утра начнётся дождь. Миша вечером предложил выехать в 7 утра по теплу. И до 8 утра светило яркое солнце.

В 8:30 наползли тучи и туман. Запахло дождём.

Вру. Дождём и дождевой пылью пахнет в России. Здесь просто стало похоже, что прогноз погоды сбудется. В 8:50 мы выехали в туман.

В 8:58 появились первые капли. В 9:01 уже лил дождь. Температура в районе 10 градусов. Мы по серпантину выбираемся на высоту 1 000 метров. Ехать не очень комфортно. Ставлю ногу на асфальт и понимаю, что на асфальте лёд. Скользко. Непонятно, как мы едем. Не зря вдоль дороги и в горах вокруг лежат огромные сугробы снега.

Из дома мы ещё взяли тёплую одежду. Но, проехав по жаре по России, посмотрев, что в Испании +40, мы выложили все подстёжки, тёплые штаны и кофты в Москве. До обратной дороги. Тем самым мы освободили место под еду в наших многочисленных кофрах. Итак. Едем. Мёрзнем. Пошли тоннели. Подряд штуки 4. Каждый по 3-5 км. В них вообще дубак. Мы начали ценить погоду в прошлые дни. Спустились в долину. Из каждого туннеля выскакиваем в разные долины. Дождик прошёл. Появляется солнышко.

По прямой до Бергена всего 260 км. Но мы стремимся на легендарную дорогу номер 13. Она идёт по горам и серпантинам вдоль фьордов и кучи водопадов. Обогнал нас байк. Идёт 120-140. Поехали немного за ним — не комфортно. Не видно ни фига. Аварийно. Но теперь периодически превышаем скорость. Так с превышением едем по посёлку. Впереди в жёлтой жилетке мужик. Машет, чтобы мы остановились. Полицейский. А я уже отвык после России шугаться всех стоящих машин — вдруг скорость меряют. Этот полис с улыбкой говорит, что сегодня воскресенье и просит подуть в трубочку на алкоголь. Я вчера выпил последние две банки пива. Магазины не работали. Эффект закономерный — и у меня и у Мишгана — по 0. Дядька радуется больше нас. Больше ни одного вопроса. Ни про документы, ни про права. Ни откуда мы. В какой-то момент впереди чёрная туча. Сзади в деревеньке солнце.

Остановились в придорожном кафе. Начался ливень. Пока пили чай-кофе (здесь цены божеские — 50 руб. за чашку, обычно 100-130), пока ели печенюшки с творогом и черносливом, дождь закончился. Опять двинулись. Погрузились на паром. Снова дождь. Выехали с парома и сразу под крышу. Очередная странность норвежцев. Они — моржи. Дубак, дождь. Рядом сидит семейная пара. Они на велосипедах. В шортах. Мужик в майке с лямками. Дождь закончился. Они едут дальше на своих велосипедах.

Вечером встали в кемпинг. Местные дети купаются в озере. Родители фотографируют. На улице градусов 15. Вода меньше 20. Мне в мотоциклетной кожаной куртке не жарко. В воду я бы полез только после бани… Чуть позже опять идёт дождь. Тётки в купальниках, накинув полотенца ходят по улице. Тоже, похоже, с озера идут. Наверное, они так долго ждут лета, что и эта погода для них — лето…

Вообще, в плохую погоду красота Норвегии резко гаснет. Мы опять меняем планы. Крюк в 200 км для заезда в Берген теряет смысл. Мы решаем сразу ехать в сторону Ставангера. Если завтра опять холод и дожди, то, думаю, мы отменим и поездку по фьорду с просмотром Престолена и Горошины. Поедем сразу в сторону Кристиансанда и оттуда в Данию на пароме. Пора на юг в тепло…

11июня 2011. Всю ночь шёл дождь. Вчера было воскресенье. Почти все магазины были закрыты. Вначале я хотел съездить затариться едой в соседний городок. Вовремя одумался. Далеко и наверняка всё закрыто. Набрали консервов в ларьке при ресепшене кемпинга. Спагетти в банке. Какое то подобие мяса в банке и рыбные консервы. Еда всё беднее, но мы не грустим. Яйца стоили 150 руб. за шесть штук. Потом посмотрел в магазине — похожая цена. Прикольно. В 9 раз дороже, чем в Тае.

Утром проснулись. Собрались. Вышли. Начался дождик. Вернулись в дом. Каждый открыл свой компьютер. Сидим. Тупим. Дождик не проходит. Мишган с Оксаной одели дождевики. Хотя бы теплее будет… Мамочка одела оранжевый плащ. И от дождя и от холода.

Я пока не мёрзну. Правда, одел перчатки без пальцев. Была идея одеть х/б штаны под джинсы, но решил отложить до заморозков. Поехали в мелкий дождик. Я, как всегда, выехал вперёд. Прошёл пару километров. Мишгана нет. Вернулись на базу. Мишгана нет. Значит всё-таки завёлся, а то я боялся, что опять Африка сломалась. Через пару минут возвращаются. Выехали и поехали в другую сторону — обратно.

Вот так резко меняется Норвегия когда холодно и дождит. Все красоты померкли. Фотографировать не охота. Останавливаться противно. Ехать мерзко. Когда нет выбора — так люди и живут. Но у нас-то — выбор есть всегда.

Нужно ускоренно убегать в тепло. Когда на небе небольшая грозовая туча — можно её переждать в кафе или проскочить по-быстрому. Когда же до горизонта всё небо заложено — нужно или бухать в домике или ехать как лягушка в болоте, если торопишься... Едем по 13 дороге. Всё сырое. Я стараюсь ехать медленнее, чем можно. Это определённый залог, что проедешь долго. А нам ещё ехать и ехать. По мокрому асфальту по серпантину получается совсем не быстро. Плюс ледяные туннели по 3-7 километров. Плюс паром и его ожидание. Короче за полтора часа проезжаем 50 км. В такую погоду ехать на корабле по фьорду для просмотра Кафедры и Горошины — не логично. Решаем срезать дорогу на Кристиансанд. До него ещё почти 400 км. Проезжаем разнообразные водопады. Есть большие. Сотни мелких речек стекают с гор. Есть знаменитые водопады. В какой-то момент мне приходит в голову мысль, что ехать в Кристиансанд — смысла нет. Оттуда паром в Данию минимум пять часов и по деньгам не дёшево. Причём мы не знаем расписания. Забиваю новый маршрут в «Гармине». Едем в сторону Осло.

Так мы ни от кого не зависим. Сворачиваем с 13 дороги на 134. Дорога идёт на высоте около 1 000 метров. Температура в районе 10 градусов плюс дождь. Это — не жизнь. По мере отдаления от Атлантики появляется в прогалинах туч голубое небо. Даже солнышко. Остановились перекусить. Ресторанчик. Реально с едой в Норвегии — напряг. Нет её. Может где-то в Осло и туристических центрах. А так народ ест «собачью еду» — гамбургеры и хот-доги. Взяли четыре порции. Котлетки из гамбургера с картошкой фри, мясо стейк и рыбу в кляре. 3 500 руб на наши деньги. Просто то же г…но, но на тарелке. Плюс куча обжаренного лука и одна поджаренная помидорка. Бутылка пива 0,33 — 270 руб. Ещё раз вспомнили российские придорожные кафе…

Решили не заезжать в Осло, а срезать 100 км на коротком пароме. Заехали в любимый супермаркет СООР МЕГА. Набрали мяса. Мороженную форель. Картошку. Салатов. Креветок. Хлеба. Упаковка пива. Даже этот минимальный набор — на 3 000 руб. Путешествовать ещё можно, но жить здесь сколько-нибудь продолжительное время — я отказываюсь даже в хорошую погоду. А она здесь, похоже, редкость. Нашли кемпинг со свободным домиком километрах в 60 от фьорда Осло за 550 нок. Но, вспоминая наш отдельный дом на берегу решили поискать ещё. Тем более я с дури получил в банкомате 5 000 ноков и нужно их тратить.

Ещё понравилась ситуация. Подъезжаем к городку. Большая заправка ESSO. 95 бензин по 14,52 нок. Прямо напротив небольшая заправка. Бензин той же марки. Цена 13,24. Заливаем полный бак. Покупаем два кофе по 10 ноков (дёшево). Хозяин нас расспрашивает. Наливает бесплатно ещё два кофе. Рассказывает про утонувший корабль на Волге. Пока мы на халяву смотрим интернет на улице, он выходит и начинает менять ценник на бензин на вывеске. Теперь наш бензин стоит уже 14,46. Вот такое ценообразование.

Ещё то, что запомнилось. Три дня забывал написать. Для меня лично — запах Австралии — это запах тухлых, гниющих на жаре, сбитых на дороге кенгуру. Их там тысячи. Запах, чуя который, я всегда буду вспоминать Норвегию — это запах коровьего навоза. Он не постоянный. Но он частый. И по-настоящему насыщенный. Если бы они просто разбрасывали навоз по полям, они не смогли добиться бы такого устойчивого запаха на километры дороги. Похоже, они готовят какую-то смесь и разбрызгивают по полям. Причём, когда уже кажется, что запах достиг предела — он резко усиливается. Пару раз мы решили не селить в кемпинг, только потому, что это место было в облаке «запаха Норвегии». Может и в других странах такое будет. Но пока Норвегия — чемпион по запаху навоза…

Итак, заехав ещё в пару переполненных кемпингов, мы всё же нашли свободный домик за 640 нок (3 300 руб). Близость к столице даёт себя знать. В общем, Норвегия уже поднадоела. Да — красиво. Но главную роль здесь сыграла погода. Ну и нужно что-то оставить на следующий раз, чтобы был смысл вернуться в будущем. Прямо в кемпинге купили прикольную штуку. Готовый одноразовый мангал. Противень из толстой фольги. Внутри специальные угли и розжиг. Сверху сетка для жарки. Стоит удовольствие 25 нок (140 руб). Поджигаешь. Ждёшь, пока прогорит. Жаришь. Мы подождали минут 10. Горит собака. Решили тушить опахалом. Только ярче разгорается. Как будто бензином пропитано. Мы, конечно, погасили, но угли не занялись полностью. Мясо частично пожарилось. Дожарили на сковороде. Зато угли будут догорать до утра. Всё — завтра последний паром через фьорд. И мы покидаем дорогущую, но красивую в хорошую погоду Норвегию и перебираемся в Данию. Впереди Роттердам и Копенгаген. Ну и потом Германия и Польша. А в Польше ещё в эти выходные — Голд Винг фестиваль-трэффен. Может, и мы попадём, и кого-то из знакомых встретим…

12 июля 2011. С вечера осталось холодное пожаренное мясо и почти целая пожаренная форель. Погрузились. Выехали. До парома до Мосса 2 км. На пароме есть интернет. Успеваем переписаться и отправить мелочи. Из Тайланда от Эрнеста как всегда хорошие новости. Теперь автобан. Вроде долгожданный. Можно ехать где-то 110, где-то 120. Ну и мы легко плюсуем 10-20 км в час. Но ехать скучно. Засыпаешь. Время тянется медленно. Иногда съезжаю с трассы, но там медленнее, но не намного веселее. Я почему-то думал, что из Норвегии мы сразу выедем в Данию. Но «на заборе» было написано, что мы въезжаем в Швецию. Цены на бензин те же, но курс норвегов 5,2 руб за крону, а курс шведов 4,2. То есть разница 20%. На заправке, правда, готовы принять и норвежские кроны, но курс один к одному. Любят здесь зарабатывать… Сказать про Швецию нечего. Ну, разве что пиво в 3 раза дешевле, чем в Норвегии. Крепкого спиртного по-прежнему нигде не видно.

Едем. Погода хорошая. Проехали Гётеборг. Попетляли по центру. Есть старинные дома и крепости, но тормозиться желания не было. Опять выскочили на автобан. Решили ехать до Копенгагена. Где-то 560 км. Не доезжая 140 км, так заболела шея и плечи, как будто ножи воткнули. Даже мамин массаж не сильно помог. Ну я и свернул с трассы. Подъехали к отельчику-бунгало. Как всегда — фулл. Полный. Рядом три флага Тайланда на флагштоках. Подъезжаю. Тайский массажный салон. Савади Кап. Понимают. Радуются. Отвечают… Приятно. Родные люди во вражеской стране… Мишган по халявному интернету забронировал номер в Копенгагене. За двухместный хотели минимум 89 евро. Там же в Генерэйшен хостеле в самом центре Копенгагена за номер на 4 человека — 128 евро. Так что теперь знаем куда едем.

Решили в этот раз ехать не на пароме, а по знаменитому длинному мосту из Молде. Это на 50 км дальше. Но была надежда, что мост, как и многие платные дороги, для байкеров — бесплатный. Действительность оказалась удручающей. Мало того что платный, но ещё какой. 22 евро с мотоцикла. За эти деньги — мост — отстой. Нужно было на пароме ехать.

Страна № 6. ДАНИЯ. Территория — 130-я в мире, 43 094 км². Население — 5 564 219 чел. (110-е). 126,4 чел./км². ВВП — 36 336 $. Деньги — датские кроны. 1 крона — 5,55 рублей. Бензин — 14 крон за литр.

На выезде какие-то странные петли и светофор — минут 5 горит красным. За это время мы плюнули на правила и сократили путь. Вообще, удивляет их задроченность. Можно сказать, что это законопослушность. Но по-мне — немного идиотизм. Ну, нет машин. Даже на горизонте. Пешеходные улицы. 5 метров шириной. Красный горит минуту. Все стоят. Может это им вообще спешить некуда и это способ себя занять. По мне так — это какая-то тюрьма, которую люди себе сами устроили. Ладно. У них абсолютно другая жизнь. Ни им, ни нам друг друга не понять.

Ну, очередная странность. Селимся в хостел.

Спрашиваем про парковку. На улице — ремонт. Дорога трудно-проездная. В прямой видимости 5 парковок. Название у них — Евро-парковка. Цена днём 35 крон в час (вроде), ночью — 15 крон в час. Максимально 380 крон в сутки. Умножаем на 5,55 — получаем 2 000 рублей парковка машины в сутки. Чтоб они сдохли. Парковки почти пустые. Нам вроде дали скидку до 190 за сутки. Но кому её показать — не ясно. Везде засунь карту «Визу» и ни одного человека. Автоматика. Правда, значок нарисован, что байки парковать нельзя. Объехали мы местные парковки и решили запарковать мото на тротуаре прямо напротив стеклянного ресепшена нашего хостела. Турок из пиццерии и шавермы сказал, что это проблема и могут за неоплаченную парковку засунуть листок со штрафом. Будем ждать приветов из Европы дома в Новосибирске. Австралийцы пару раз присылали мне письма с пожеланием получить с меня деньги за быструю езду на мото по Австралии. Не стал я тогда платить и сейчас не буду. Пусть тренируют послушных своих граждан… Не зря они их дрессировали…

13 июля 2011. Вчера отлично погуляли по городу. Погода великолепная, в куртке даже жарко было. Прошли вдоль ресторанов на канале.

Мы были здесь несколько лет назад. Но жили тогда за городом. Сейчас мы живём в самом центре. Кафе почти все полные. Но почти никто не ест. Все пьют вино с водой, пиво или просто воду. Ценник — туристический. Побродили мы по центру и пошли в сторону родного отеля. Проверил мото — стоят — родные. Народ рассматривает. Перекусить сели мы у турка на столике на улице. В Дании в магазинах появилось крепкое спиртное. Мы взяли пива и вина в магазине. Заказали пиццы и шаурму. Рядом ещё была тайская еда на вынос в коробках. Маленькая коробка — 220 руб, большая — 350. Но на неё у нас уже не хватило сил. У нас и пиццы осталось ещё на завтрак. Дети остались дома, а мы пошли бродить. Маленько заплутали и пришлось возвращаться по своим следам. Много красивых зданий и замков с башнями. Красота. Решили, что утром всё проедем на мото и посмотрим.

Но не тут-то было. Всю ночь шёл дождь. Не сильный. В отеле чек аут в 10 утра. Ещё есть завтрак за деньги — 290 руб. Мы послали Мишгана и он договорился, что нам дадут ещё час в отеле — вдруг дождь кончится. Ни фига. Потихоньку идёт. До Бидгошча в Польше 650 по короткой дороге, и 700 по быстрой. Есть длинный паром прямо в Польшу — вроде в Гданьск, но это — не наш метод. Мы решили немного сократить расстояние и поехать на длинном пароме в Росток (Германия). Покружили по городу, но в дождь все красоты меркнут. Ещё была попытка найти обменник и разменять оставшиеся 1 000 норвежских крон. Слишком много я получил в банкомате в крайний раз. Да и планировали мы подольше побыть в Норвегии. Но этот сервис в Европе трудно получаемый. Все с кредитками. Конечно, в зоне евро попроще с обменами, но, говорят, при входе стран в эту зону — у всех всё резко дорожает…

Заехали в магазин «Харлей-Дэвидсона». Я давно искал откидывающиеся подножки, ноги вперёд вытягивать. Нашёл простенькие за 8 000 руб. Пусть пока побудут бутылки. Я привязал две пластиковые полторашки к дугам защиты двигателя и прекрасно складываю ноги на эти бутылки. Светофоры в Копенгагене — как в Новосибирске. Стартуешь и, сразу упираешься в следующий красный. С трудом выбрались на трассу. Красота. Все машины и особенно фуры едут в облаке воды и брызг. Единственный плюс — вода чистая и не марает. Скорость 80. Больше ехать — аварийно. Не стоит. Километров через 60 дождь закончился. Пошёл сухой асфальт. Мишган догоняет и говорит, что всё — змёрз Маугли. Останавливаемся на эстакаде очередного гигантского моста. Почти такой же красивый, как планируют построить у нас в Новосибирске через Обь. Наверняка, правда, дешёвка. Наш новосибирский раз в 10 дороже должен выйти. Это сколько новых машин и домов чиновникам нужно ещё прикупить. Чтоб они нажрались уже и полопались. Приезжаешь в мэрию — где, мол, Иван Иваныч? А секретарша — горе у нас. Лопнул он вчера. Нажрался… И взрывом всю семью с собой забрал…

Снимает Мишган свои тапочки, а из них вода бежит. Не подготовились мы к таким условиям. Надел он новые носки, сланцы, а туфли привязали к чемодану — пусть сушатся и проветриваются. Нужно будет ему пакеты полиэтиленовые навязать на ноги. Или вообще доехать до Польши и встать на ночлег. Что за радость по дождю и холоду пилить. Переждём.

Радость у нас. Приняли за билеты на паром, наши чёртовы оставшиеся норвежские деньги. За 2 мотоцикла и пассажиров насчитали 830 Дк и взяли 867 Ноков (5 000 руб). Почти по курсу. Я ещё умудрился 167 ноков мелочью спихнуть. Встали мы не в ту полосу. Нам подсказали, что для нас — ВИП полоса номер 18. На билете было написано. Ждать 1 час. Ну и ждём. Поговорили с водителями фур с Польши. Едут домой в Бидгош. Куда и мы. Сказали, что им выгоднее на этом пароме. Лучше бы я объехал по длинной дороге, но с коротким паромом. Перед погрузкой начался дождик, а когда отчалили — вообще ливень. Всю дорогу мы ехали по сильнейшему ветру. Вот нас дождь и догнал. Удивили меня кайтеры и виндсерфенгисты. В такую мерзкую погоду они гоняют по морю. Конечно, ветер сильный, но холодный дождь и дубак. Даже в гидрокостюме не жарко… Едем сейчас на пароме. Ветер боковой. Волна больше 2 метров. Мотоциклы вроде привязали немного. Качает сильно. Даже ноутбук по столу скользит иногда. Да, не доброе здесь море. У нас в Паттайе лучше. Даже в ветер — тепло, если не жарко. Если есть возможность выбирать, то не могу понять выбор многих — Балтика и Атлантика. Даже Гольфстрим не сильно помогает. Так что посмотрим мы эту Скандинавию с Европой и на много лет, думаю, закроем её для себя. Как я ехал с настроением, что всё дорого и как-то — не удобно для жизни. Так опять в этом убеждаюсь. Ну и погода здесь — вообще отстой. Время уже 16 часов. До Бидгоша — 500 км. Сколько ещё ехать до берега — не ясно. Вряд ли мы сегодня доедем. Особенно если будет дождь.

Страна № 7. ГЕРМАНИЯ. Территория — 357 021 км², 63-я в мире. Население 81 757 600 чел. (15-е). 229 чел./км² (36-я). ВВП — 39 442 $ (19-й). Бензин 1,56 евро.

У детей была версия не надевать дождевики. Но, не сглупили. Надели.

Дождь был почти всю дорогу. Было две версии дороги. Минимальное время — на 1 час быстрее и на 41 км дальше. Но это автобан. Народ несётся под 200 км в час. Облако воды, даже фонарей не видно. Я одел на ноги Мишгану полиэтиленовые пакеты. Они оборвались только под конец. По автобану ехать надоело быстро. Глупость это, а не поездка. Как в метро. Ну и свернули мы на короткую дорогу. Симпатично. Двухполосная дорога. Ограничение 80 и идёт через городки. Бензин 1,55 евро за литр. Видели музей ГДР. Кстати, местные дороги не блеск. Все в заплатках. Правда, дорога ровная. В одном месте попали на пару километров старой бетонки. Как в России. Но чинят. Опять выскочили на автобан. Гармин говорит, что в Бидгошч приедем к 12 ночи. По дождю ехать надоело.

Страна № 8. ПОЛЬША. Территория страны — 312 679 кв. км, 69-я в мире и девятая в Европе. Численность населения — 38 млн человек (33-я в мире). Столица Варшава. ВВП — 12,575 $ на человека. Алкоголь — 0,2 промилле. Бензин — 50 руб/литр. Деньги — злотые. 1 Евро = 4 злотых.

Въехали в Польшу. Никаких будок. Никаких постов. Бензин подешевел. 5 злотых за литр. 1 злотый — 10 рублей. Легко считать. Свернули на Щечин. Вот это — настоящая Европа. На каждом шагу отель. Рестораны. Куча обменников и банкоматов. Всё для народа. Правда, в первом отеле мест не оказалось. Один не смогли найти. В самом центре около костёла — старинный особняк. Хостеллик. Наконец-то, мы живём не в общаге с нарами и туалетом во дворе, а в отдельных номерах с туалетами. За два номера — 2 000 рублей. Зашли в ресторан. Песня. Рыба, салаты, супы, стейки. Огромные тарелки. Куча салатиков и закусок к каждому блюду. Разливное пиво в бокалах. Вино в фужерах. И это всё на 4 человека меньше 2 000 руб. Это после гамбургеров и хот-догов за огромную цену в Норвегии. Парканулись перед входом, но дамы с ресепшена посоветовали поставить на платную парковку в соседний дорогой отель. Типа — воруют. Получилось, что прямо под нашими окнами. Получили деньги в ближайшем банкомате и через 30 метров нашли наш «Райфанзен банк». Чуть-чуть не дошли мы со своей райфанзенской картой.

14 июля. Утром не вставалось. Еле-еле выползли в полдвенадцатого. Ехать всего 250 км. Дорога — то автобан, то двухполоска. Светофоры. Круговое движение. В городках дороги с брусчаткой. По всей дороге отели и рестораны. Заехали в один. Красивый, весь отделан деревом. Но несли еду нам около часа. Мы пока ели халявные яблоки на столе. Доесть не смогли. Все порции огромные. Взяли борщ с колдунами. Оказалось, что колдуны — это наши пельмени, а борщ — это свекольный прозрачный супчик. Но всё равно вкусно. В 16 часов заехали в Бидгошч. «Поморский» отель моего друга Зигеля нашли со второй попытки. В первый раз навигатор привёл нас в старый город к другому отелю.

Город переполнен отелями. Их десятки, а может быть и сотни. Не понятно, кто в них во всех живёт. Да и у Зигеля второй год кризис и спад посещаемости. Зигель с женой Ренатой ждут нас уже не первый день. Сели в новый садик с бассейном. Начал подходить народ. Анжей Батман, Анжей Хантер и с Зигелем. С ними я ехал по России до Байкала, и потом от Лос-Анжелоса до Нью-Йорка в 2003 году на 100-летие Харлей Дэвидсона. С ними же ехали вокруг Австралии в 2006. Так что общих воспоминаний — куча. Народу подъехало на «Харлеях» человек 20. С кем-то бухал на байк-фестивале в городке Пила. С кем-то вместе ездили из Бидгошча в Одессу на «Гоблин шоу» в 2007 году. Кто-то новый. Праздник затянулся до ночи. Все рассказывали, что можно 0,19 промилле, а потом лишение прав и даже тюрьма. Но, выпив море пива и штук пять бутылок водки, все расселись на мотоциклы и, с харлейным рёвом, разъехались по домам.

Мишган тоже был задорным. Кричал «Бидгошч», на манер знаменитого клича «Тагил». Рвался танцевать на дискотеку. Съездил куда-то на такси, но дискотека его не впечатлила и он быстро вернулся. По всем рассказам сложилась картина, что здесь тоже — не всё весело. Кто занимался крупными делами и сидел на кредитах, почти все разорились. Банки поотбирали даже «Харлеи». Кто на свои деньги имел свои бизнесы — поджались, но выживают. Кто-то разошёлся с компаньонами. Короче, всё как у нас…

15 июля. Утро началось в 12. Завтрак мы проспали, но для нас сделали отдельно. Таких завтраков, как у Зигеля в отеле, я не видел больше нигде. Одна выпечка с ягодами вишни чего стоит. Номер с завтраком стоит 1 500-1 800 руб. Так же как у нас в Новосибирске в «Дискавери». В принципе эту идею — построить отель в Новосибирске я и позаимствовал у Зигеля, побывав у него после Америки. Но Зигель, конечно, в отеле живёт и вложил сюда душу. Я дома отнёсся намного более формально. Но ничего — у нас зато, результаты лучше. Сходили в соседний мото-магазин. Моего переднего колеса в наличии нет. А оно уже подстёрлось и в нём стоит жгутик от Новосибирска. Купил себе шлем. Как говорят поляки — задармо. 1 100 руб. Весит 1 кг. Стекло настолько прозрачное, что его — как будто нет. Мой старый шлем — интеграл прошёл и Сахару и Австралию и Европу с Турцией и Грузией. Ну и Россию на несколько раз. Но тяжёлый — собака. И в принципе я опускаю стекло, только когда холодно, или дождь бьёт по глазам. А так всегда еду с поднятым забралом и без очков. Привык я так. Ещё я одеваю перчатки без пальцев только в самый холод. А так — не люблю лишней одежды. На завтра записались к механику поменять масло. Мы бы и сами смогли поменять, но нужен съёмник фильтра и масло где-то купить. А там всё есть.

Вечером опять сбор байкеров. Может быть, днём съездим в старый город. На завтра запланированы ещё 2 старых города с замками. Торунь, правда, я в нём уже раза четыре был и ещё какой-то…

17 июля 2011. Один день пропускаю. Живём по-прежнему у Зигеля в отеле. Ездим по окрестностям. Жарим гриль. Едим вкусности. Выпиваем. Смотрим фильмы из Австралии, Америки, России. Про свои же поездки. Вчера вечером приехал Адам. Мы жили у него в Австралии в Перте и он ехал с нами на своём «Харлее» три или четыре дня. Он ездит по Польше на мото и когда узнал, что я здесь — приехал. Удивительная встреча. Кстати, он был в Новосибирске и на арендованной машине ездил в Томск. Тоже любит Тайланд и обещает приехать этой зимой.

Немного поменялся стиль путешествия. И в Африке и в Америке мы селились в отели «по ходу». Увидели симпатичный и встали. Тут же в Европе всё цивильно. Даже то, что «Гармин» показывает отели — то в них нет места, то не логично дорогие. Поэтому Мишган теперь по интернету бронирует отели заранее. Сейчас у нас есть отель в Берлине по 27 евро за комнату. И на пару ночей в Амстердаме по 55 евро за комнату вроде с видом на канал и в доме 18 века.

Утром в 12 выехали в сторону Берлина. Попрощались со всеми. Нас пытались оставить. Мы не съездили на рыбалку, охоту, гриль-пати на озере. Планируется ещё байкерская тусовка. Нравится мне Польша. И люди, и цены, и климат летом. На мороз и снег последние два года, правда, сильно жалуются… Погода — песня. Плюс 30. Солнце. Ветерок. Редкие тучки. Поставил «Гармин» на короткую дорогу. Едем по посёлочкам. Какие-то узнаются — ехали той же дорогой, но по холодку. Поели в ресторанчике. 2 Голонки — свиные ножки, гуляш, картошка, кофе. Всё 680 руб. Песня. Заправились под завязку. На последние злотые прямо перед границей накупили мелочёвки. Когда ели — закапал дождик и солнце спряталось. Пересекли границу. Здесь остались старые таможенные будки. Я где-то здесь пересекал границу. Тогда граница была только с польской стороны. Немцы сидели здесь же в будке. Но сейчас народу нет — вымерли все.

20 июля 2011. Ну, некогда писать. Мыслей много. Впечатлений много. Но отправлял фото, пока был интернет. Так что предыдущую Германию буду вспоминать позже. Но вы, читатель, этого не заметите. Вставлю пропущенные дни. Сегодня мы проснулись в отеле уже в Амстердаме.

Страна № 9. НИДЕРЛАНДЫ. Территория 131-я в мире, 41 526 км². Население:16 357 373 чел. (59-е) 394 чел./км² . ВВП: 51 657 $ на душу населения. Бензин — 1,60 (не помню уже) евро за литр.

Отельчик «Де Лантаэрне» на крайнем от центра канале. До площади Дам — меньше километра. Под окном ездят лодки и теплоходы. Великолепная страна. Ночевал в Голландии три ночи, но в Аэропорте. Людям третьего сорта — то есть нам — без визы — нельзя. А визу нам получать непросто, опять же для транзита. Ну да ладно. Правда, поменяться может сильно и не в лучшую сторону. Нагулялись вчера по каналам, улицам. Насмотрелись на великолепные дома дворцы и замки.

Это уличный туалет. Спасение для мужиков. Всё просто и не затейливо.

Утром решили съездить в мото магазин — попытаться купить стекло на «Голд». Нашли в интернете адрес дилера и поехали. Улицы узкие. Велосипедов — КУЧА. На них едут. Они стоят у всех домов, деревьев, парапетов, пристёгнутые огромными цепями и огромными замками. Они лежат поваленные сотнями и кучами.

Для них — отдельные дороги, отдельные светофоры, для них — бесплатная парковка. Парковка для машины на ночь на улице 18 евро. Так нам рассказали. Про мотоциклы они не знали и поэтому мы, как всегда, на свой страх и риск, поставили их на тротуаре около входа в отель. Потом, уже в центре города, мы видели, как эвакуатор тащил машину с русскими номерами с 46 регионом. Не любим мы тратиться на стоянку, вот иногда некоторых и наказывают. Лотерея.

Конечно, со стеклом не получилось. Нужно всё заранее заказывать. На складах ничего не бывает. Европа. Так и в Тайланде, пока найдёшь что-то специфическое — кучу времени потеряешь. Но в Тайланде то у меня — «Впереди — Вечность». Время не жалко. Здесь тоже — не особо. Да и стекло было поводом. Мы хотели прокатиться по простым районам. Посмотреть на местную жизнь. Остановились в супермаркете. То ли Норвегия нас приучила к идиотским ценам и теперь нам всё — дёшево, то ли здесь на самом деле всё даже дешевле, чем у нам. Пиво, что в Германии, что здесь, меньше пол евро за 0,5. Появились уже высокие люди. А то много слышал, а в туристическом центре — одни приезжие. Пытались проехать по моей любимой «короткой дороге». Но пришлось переключиться на «быструю». Автобаны на порядок лучше, чем те, что я видел в Германии. В 10 полос. Идеальный асфальт. Машин битком, но скорость — 100. Обратно поехали вдоль большого озера-залива. Оригинальные симпатичные дома с огромными стёклами. В отличие от Германии, где окон в домах — минимум — здесь всё светло и просторно. Домики стоят на воде и почти все окружены каналами с водой. Пасутся овцы, коровы, чего в Германии было не заметно. Подъёмные мостики. Ухоженные садики. Узкие дорожки для одностороннего движения. Причём именно здесь была зона — 60 км в час. Многие зоны и улицы в городе с ограничением 30. Здесь же машин и велосипедов мало.

Заехали в торговый центр «Амстердам Поорт». Подводит нас навигатор, а там въезд под шлагбаум и никак не похоже на магазины. Объезжаем вокруг. Какой-то дикой архитектуры здания. Как будто сидят огромные пятиэтажные собаки. Находим парковку. Кругом одни чёрные. Сразу скажу виртуальным любителям негров — я не расист. Но Голландию мне стало жалко. На парковке одни смуглые. Уверенные в себе. Домовитые. С детьми.

Не как люди, а по склону мы спускаемся к торговым рядам. Магазины. Иногда на верхних трёх этажах — квартиры. Ресторанчики. Что удивило. Это царство чёрных. Их 60-80 процентов.

Там даже видел смуглых чёрных продавцов. Пока мне показалось, что это — редкость. На всех стройках домов и дорог я не видел ни одного смуглого рабочего. Все — коренные голландцы. Здесь чёрные всех оттенков и марок. Причём они везде. Особенно тревожная обстановка сложилась, когда пробежали двое смуглых. Быстро пробежали. Все смотрят. Разговаривают. «Старшие пацаны» что-то обсуждают. Один рвётся на разборки и смуглая женщина его тормозит. Настроение такое, что если один достанет пушку из под ремня за спиной и начнёт палить — то это именно то, что все ждут. Кто там пугает нас захватом китайцами? В Новосибирске китайцев нужно искать. Здесь же нужно искать голландцев. Ну да ладно. Что это я завёлся? Они захватывали новые колонии. Пытались всех поработить. Теперь они расплачиваются. Или может я попал в такой район. В своё время я поразился, проехав все США, как мало негров. Просто не там ехал наверное…

Прошло пару часов. Сижу в Амстердаме на подоконнике магазина на шоповой улице. Мамочка никогда не зовёт меня в магазины — за 27 лет привыкла, что это — не моё. Вот и сижу я с сигарой в зубах. Обвешан фото. Пепел падает на ноутбук. Толпы туристов идут мимо. Это не мечта. Но всё равно — отлично. Жизнь удалась. Я уже привык к этой мысли. Но это — приятное напоминание. И тут же в голову лезет мысль — а ведь при ситуации дома всё это может резко оборваться. И не потому, что я — какой-то преступник, или нарушитель. Просто дома на всех нас уже есть статья и все автоматически — нарушители. Просто при желании любой представитель власти может выдернуть какую-то из длинного списка и попытаться её примерить на любого из нас. И не всегда понятно — ищет ли он личной выгоды? Или может просто для восстановления социальной справедливости. То, что он хочет помочь стране — как-то маловероятно. Ладно — вернёмся в Амстердам. То есть я уже — здесь. Отрываю глаза от клавиатуры. Смотрю людям в лица, пускаю сигарный дым.

И опять — следующая безликая партия туристов проходит мимо меня, витрин магазинов и проживает очередные свои, надеюсь, тоже счастливые, минуты жизни…

Мамочка счастлива. Она выпросила у меня свою же карту» мастер кард» и затарилась в своём любимом — «О-Нилле». Да — ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА И УДИВИТЕЛЬНА!!! Периодически слышна русская речь. Заговорили с одними, но они торопились. Сказали, что живут здесь.

Закапало с неба. Мы ищем панорамную лодку. Раньше они попадались часто, но когда нужно — её нет. Дождь усиливается.

Стоя под деревом увидели китайский ресторан. Зашли. Это супермаркет азиатских товаров. Куча всего. И специи, и продукты, и пакетики. Тот же Том Ям Кунг — 0,65 евро. Отлично для эмигранта. Взял пиво Тсинзяо, Сингху, М-150, тайский чай в пластиковой бутылке. Мамочка всегда переливает вино в такую непрозрачную бутылку и получается очень цивильно. Типа, у неё бзик — пить японский зелёный чай…

Нашли мы пароходик. Отличная экскурсия. 8,5 евро. 1 час. Великолепные виды. Рассказали, что баржи стоят по 200-300 тыс евро. Какие-то легальные и с водой и с электричеством. Короче, фото покажут. Сейчас простите, принесли микс-гриль. Сидим в ресторанчике на берегу канала около площади Дам. Играют смуглые из Бразилии и танцуют капаэйру.

21 июля 2011. Утром собираемся. Стук в дверь. Я кричу, что знаю, что чек-аут через полчаса. Открываем дверь. Тётя — полицейская. Показывает Ай ди какого-то парня — спрашивает, не знаем ли мы его. Не знаем. Ну и ладно. Потом ещё событие. На наш подоконник падает сверху бумажка. Потом начинается какое-то шевеление. Присмотрелись — а это ловушка для мышей. И на неё приклеились 2 мыши. Кто-то их сверху в номере нашёл и сбросил к нам. У нас такая клейкая бумажка тоже лежала, но без добычи.

Мотоциклы наши так и не арестовали. Они по всему городу стоят свободно. До Брюгге меньше 300 км. Мне очень не хочется ехать по автобану. Поехали кружить по городу в сторону берега океана. Движемся не быстро, но информативно. Мельницы. Куча теплиц. Заводы. Ангары. Дома, окружённые каналами с водой. Плотненько всё. Не зря у них есть деньги. Все работают. Всё застроено. Видели поле тюльпанов, но фотографировать не стали — пошёл дождь. Часть пересидели на заправке, а по мелкому дождю поехали дальше. Заехали в Гаагу. Вначале хотели её проскочить, но так как погода наладилась, свернули в местный парк Голландия в миниатюре. Мадурадам. Типа, минисиама. Вход 14,5 евро. Симпатичный.

И тут мой навигатор законил и отказался считать маршруты. Кружили мы по этой Гааге. Получилось, что за четыре часа проехали 80 км. До «дома» ещё больше 200. По свету не успеваем. Завели Мишкин Ай фон и по «скорой» дороге выскочили на автобан. Автобаны в Нидерландах — это классика. Самые крутые, что я видел. Развязки. Красота. Всё пытался свернуть на берег к мостам между полуостровами, но по Мишкиному навигатору не разобрался… Пришлось ехать по автобану.

Страна № 10. БЕЛЬГИЯ. Территория 139-я в мире, 30 528 км². Население: 10 431 477 чел. (78-е). 344 чел./км² . ВВП — 36 415 $ на душу населения.

Въехали в Бельгию. Дороги резко ухудшились. Временами до российского качества. За какой-то туннель взяли по 5,5 евро. Перед самым Брюгге въехали в чёрную тучу. Ливень. Всё-таки «Голд» — человек. Если едешь на скорости, то дождь тебя облетает. У меня сетчатые кроссовки и одни джинсы. Так вот даже в ливень всё остаётся сухим пол-часа — час. У Мишгана — похуже. Он из туфель выливает воду и ходит по горячему асфальту в носках — сушит.

Потом Мишкин навигатор повёл нас напрямую в отель по местной дорожке в 1 полосу. Потом между столбами на велосипедную дорожку. Но всё равно выехали нормально. Пошли чередой супермаркеты. У нас неожиданно скончались все продукты и почти всё спиртное. Но все магазины закрыты. Так как сегодня четверг — я решил, что в Бельгии какой-то праздник. Так и оказалось. Национальный день освобождения Бельгии от Французов в 1830 году. Только мы запарковались у отеля, подошла группа празднично одетых местных и начали расспрашивать нас о поездке. Они же и рассказали о празднике.

Мы тоже переоделись в праздничные куртки (те же, что и в дороге) и пошли в центр гулять.

Площадь показалось полной народу, но ближе к ночи там было в три раза больше людей. Сели в кафе на самой площади. Заказали два комплекса из местных блюд. Маринованная селёдка, мидии в сыре и вине, нога кролика в тёмном пиве, ещё какое-то мясо. Перекусили. На площади продают пиво по 2 евро. Нужно, правда, купить талончик. Местные дети собирают пустые стаканы и брошенные газеты. За это получают денюжку. На сцене пел какой-то мужик с гармошкой. Вроде популярный. Вчера выступала АВВА У2. Это 2 тётки. Не знаю — настоящие или похожие.

Зашли в магазинчик. Разговариваем. Что-то выбираем. Тут какой-то мужик берёт банку пива. Подходит к кассе и говорит мне на русском — заплати за моё пиво 1,5 евро. Это — говорит — лучшее пиво в Бельгии. Купил я ему. Вот вам история жизни человека. Саня из Украины. 45 лет.

Просидел дома 12 лет. Освободился. Посидел на героине. Пробрался в Польшу. Нелегалом. Оттуда через Одер вплавь. Заявился беженцем в Германии. Через год ему отказали и собрались депортировать. Тут он сбежал дальше в Бельгию. Здесь процесс принятия решения по беженству занял семь лет. Опять его решили депортировать. Но он как-то поменял 1 букву в паспорте и «бомжует» здесь уже всего 14 лет. Денег нет. Называет себя художником. Бомжует жестковато. Как-то пригрузил богатого бельгийца и живёт в одной из его квартир. При нас отобрал у знакомых по-доброму пачку табака, сигареты. Пообщался с грузином по марихуане, но её ни у кого не оказалось. Проходили мы с ним часок, но так как от нас «поступления» закончились — аккуратно свалил. Потом мы его ещё раза три встречали. Может, как и многие, он многое приукрасил, но что-то есть и настоящее...

Теперь разгар праздника. Всем выдают газеты. Там 38 песен на английском и местном. И толпа в сотню тысяч человек поёт эти песни хором, машет, танцует, машет платками. Задорно. Особенно понравились писсуары. На 4 человека. Простейшая конструкция. Вот нам бы такие ввести в России.

Резко понизили бы количество «писающих мальчиков». Правда милиция — тьфу — полиция лишилась бы части доходов с сыкунов.

Отличный город. Очень нам повезло с праздником. Но и так очень красивый. И он именно не для туристов, как старая часть Амстердама, а для местных жителей. А туристы там просто гуляют.

22 июля 2011. Утром завтрак. Редкое событие у нас. Проезд по центру города. Многое уже знакомое и почти родное. На небе тучи и почти сразу начинается дождик. Он шёл и почти всю ночь. На мокрой брусчатке Мишкино колесо как то заскрипело некрасиво. Подспущено. Вторая проблемка с техникой. Заезжаем на заправку. Заправляемся на 44 евро, но с карточки списывают 75 евро. На заправке никого — автоматическая. Похоже, эти сволочи берут себе денег «с запасом» а потом лишнее вернут. Это мы так себя успокаиваем. Вообще эта любовь европейцев к чужим деньгам порой раздражает. Пусть подавятся… Переднее колесо в платном автомате подкачали. Заднее — не получается. Их шланг никак не подходит. Заезжаем в сервис велосипедов. Вижу, что у них всё есть — но они отказываются. Кое-как уговорил. Тут же стоит баллон с воздухом, Переходники. Выезжая — повалили им пару велосипедов. Но всё же накачали сколько-то. Предложил 5 евро. Взяли. Она бумажка — 5 евро — махонькая — меньше, чем у нас раньше 5 рублей. Отдавать легко. Правда, не знаю, как её здесь заработать. Так же легко? Много им нужно на жизнь. Больше, чем в Азии…

По дороге выскочили на автобан. Свернули с него в сторону старинного городка Гента. Но прямо над ним висела грозовая туча. Пошёл дождь. Увидели мы в дожде эти многочисленные купола церквей и свернули в сторону солнца — то есть — на юг. Так что погода регулирует нам просмотр памятников. Показалось солнце. Поля. Коровы везде пасутся. У всех «бюсты» 10 размера. Огромные. Въезжаем в Брюссель. Не стали его объезжать. Удивительно, но у них очень мало машин. Всего несколько раз за всю поездку мы видели подобие пробок. И здесь по всему городу проехали без проблем. К центральному костёлу проехать не смогли — там, похоже, пешеходная зона. Но посмотрели кучу других дворцов и замков. Вчера я сделал одну глупость. У меня в видеокамере закончилась память. Мне показалось, что эти съёмки я уже скопировал. Чтобы записать песни бельгийцев я лихо начал стирать съёмки на мото с дороги Троллей. Ну и настирал минут 6-8. Потом, очнувшись, я расстроился. И мы весь день ничего не снимали. Только под вечер я всё переписал в компьютер.

Вообще дороги в Бельгии паршивые. Местами.

Тяжело писать воспоминания. Столько мыслей было про Германию. Тают они потихоньку во мгле — заслоняются новыми впечатлениями. Вот и сейчас я уже в Париже, а нужно писать про какой-то Люксембург.

Итак — Страна №11. ЛЮКСЕМБУРГ. Территория — 167-я в мире, 2 586,4 км². Население: 502 207 чел. (168-е). 171 чел./км². ВВП — 128 806 $ на душу населения. Бензин 1,65 — 1,53 евро за литр. Вот это ДА! ВВП. Похоже, доходы банков посчитали и на всех поделили...

Что писать — не знаю.

Да, маленькая страна. Несколько десятков километров на несколько километров. Центр города находится на горе и все стены сделаны каменным забором. Так что как-то они отбились. У них низкие налоги. Дешёвый (относительно) бензин. Дорогие машины. Много замков и дворцов. Наш отель был в 17 км от Люксембурга. Попали в пробку, выбираясь из центра. Пытались объехать, но, намотав 3 км, вернулись на ту же дорогу. Но потеряли минут пять всего. Отель богатый, на пешеходной торговой улице. Правда, вся торговля, кроме редких ресторанов, закрывается в шесть вечера. Люди должны отдыхать. Заходим в отель. Ресепционист беседует с каким-то дядькой с улицы и на нас не обращает внимания. Так проходит минут 10. Если бы не забронированный отель — я бы уехал. Когда до нас доходит очередь — я говорю — у нас забронированы номера. Он отвечает — не знаю — у нас всё полное. Я прикидываю, где видел отели — искать поселение. И тут он говорит, что это шутка. Спрашивает, откуда мы едем. Извиняется за шутку. Рано он извинялся. Я пока бронировал отель, настолько запутался, что забронировал этот отель не на 22, а на 24 июля. Мишган разбирается минут 15. И — о, Чудо! Нам дают номера по той же спец-цене 45 евро за номер с завтраком. Мотоциклы предлагает поставить прямо на пешеходной улице и даёт нам номера с видом на наши мото.

27 июля 2011. Рушатся мои планы по написанию дневника. За пять дней не нашёл свободного времени. Как-то в очереди на Эйфелеву башню сильно пожалел, что не взял нетбук с собой. Было часа полтора. Потом целый день таскал его с собой пешком несколько часов, но свободного времени не сложилось. Так что постараюсь набросать основное пропущенное.

Итак. Выехали с Люксембурга. Прямо у отеля знак: «Франция — 3 км». Потом — 2. Думал — шутят — нет. Знак, что мы въехали во Францию.

Страна № 12. ФРАНЦИЯ. 47-я в мире, 674 843 км². Население: 62 793 432 чел. (20-е). 115 чел./км². ВВП — 42 747 $ на душу населения. Бензин 1,60 евро за литр (забыл уже).

Навигатор по «короткой дороге» повёл по отличным местам. Узенькие асфальтированные дороги. Проехали провинцию Шампань с виноградниками. Даже купили бутылку шампанского в маркете за 1,1 евро. Несколько раз пересекали автомагистрали и ехали вдоль них. Но я — приверженец местных дорог. Вначале дорога шла по холмам и красиво извивалось. Вся земля — дома, леса, обработанные поля. Архитектура, правда, бедновата. От Люксембурга до Парижа 300 км. Перед Парижем за 30 км пришлось выехать на магистраль. Мы первый день живём в «Отеле Формула 1». Это на юге Парижа в 3-4 км от Сены. Хотел рассказать про этот отель. Первый раз мы жили в нём в Ганновере. Эта огромная сеть бюджетных отелей вдоль трасс по всей Европе. На входе никого людей нет. Автоматика. Стоит автомат. Набираешь, сколько номеров тебе нужно, засовываешь кредитку. Выдаёт чек с номерами комнат и кодами. Набираешь код на входной двери — и ты — внутри. Номер стоил 29 евро и на 1, и на 2 и на 3 человек. Большая кровать и сверху второй ярус. В номере ТВ, интернет, раковина. Туалеты и души в коридоре. Причём они сделаны из специальных модульных пластиковых панелей. Внизу на полу и над унитазом стоят форсунки и периодически весь пол и унитаз проливается водой. Поэтому там всегда мокро, но чисто. И не нужно убирать. На уборку в номерах приходят люди в пересменку и всё пылесосят и меняют. Также можно купить завтрак за 4 евро.

В Париже «Формула 1» свежая. Большое, семиэтажное здание около кладбища. Больше 400 номеров. Кстати они всё бронируют, но деньги не снимают. На поселении здесь даже были люди. Смуглые. Система та же, но номера с двумя раздельными кроватями. В туалете полная автоматика — открываешь или закрываешь дверь и туалет автоматически смывается огромным количеством воды. Цена — 39 евро. Мотоциклы мы запарковали прямо у входа у витрины. Но есть платная парковка для машин.

В Париже прогуляли весь вечер по набережной Сены.

Шли от Нотр-дам-де-Пари до Эйфелевой башни. Мишган залазил на разные памятники, включая мост Александра третьего.

Не понравилось, что нет никаких туалетов, но понравились кусты и мосты через Сену. 23 июля — у Мишгана День Рождения. 21 год. 19 лет он справлял в Африке в северной Кении. Часто вспоминали тот праздник. Пришли к башне уже к 12 ночи и она уже не работала.

Нашли ресторан в самом центре Парижа с русским меню. Древний дом. Древний ресторан. Древние бабушки официанты. Улитки по-бургунски, фуа гра, утка, лягушки — короче всё местное. Весь праздник на 100 евро. Взяли всех блюд по одному — на пробу. Правда, пиво и вино мы подливали понемногу своё.

24 июля. Воскресенье. Город пустой. Езди куда хочешь — все улицы свободны.

Заезжаем на Эйфелеву башню.

Полтора часа в очереди. На лифте на второй этаж за 8,2 евро. Потом ещё полчаса в очереди и за 5,5 евро — на третий — на самый верх. Отличные виды на Париж.

Пофотографировались у всех попавшихся дворцов и замков. Хотели прокатиться по Елисейским полям, но там всё перекрыто и какой-то парад.

Мы переезжаем в трехзвёздочный отель «Батигнолес» на севере Парижа, рядом с «Мулен Ружем» и Монмартром. 49 евро номер и предложили парковку на 3 этаже за 18 евро. Хоть по всему Парижу и стоят бесплатно мотоциклы на специальных парковках, но они обмотаны такими страшными цепями и такими огромными замками, что мы не стали рисковать и запарковались за деньги.

Поели в стейковом ресторане «Гиппопотамус». 15 лет назад Мишгану в детском меню в таком ресторане дали стейк с кровью. В этот раз мы попросили всё пожарить. Неплохой стейк, но всё равно до конца я не понимаю восторга по его поводу… На улицах куча ресторанов с японской и тайской едой. Правда, цены — не тайские. Около 10 евро за блюдо. Прикольная система проката велосипедов. Покупаешь специальную карточку. Велосипеды на магнитах на специальных стоянках. 1 евро за полтора часа. Берёшь. Едешь куда нужно и паркуешь на другой стоянке. На ночь их похоже собирают на ремонт и профилактику. Метро. Не глубокое. Станции очень близко. Через каждые 300 метров. Цена 1,8 евро за поездку и 1,2 — если берёшь 10 билетов. Ну и недельные и месячные билеты.

После обеда дети пошли домой, а мы побрели в горку на Монмартр. Всё как всегда. Народ. Музыканты. Вид с горы на Париж. Ничего не изменилось за 15 лет.

Только ещё лифт- эскалатор на гору построили. Пришли домой, а дети уже одеты и собираются в Нотр-Дам-де-Пари. Но мы — тоже не трусы. Пошли вместе. Туда на метро, а обратно — мимо Лувра, мимо Оперы, по улице «Москвы» — домой. Пришли уже к двум часам ночи.

25 июля. Сегодня мы ночуем в Фонтенбло. Это всего 60 км от Парижа на юго-юго-восток. Утром был план покататься по городу, но машин добавилось, и мы поняли, что посмотрели почти всё, что хотели. У Оксаны мечта походить по парижским магазинам. Едем вначале в «Тати» — скидочные магазины. Там — только носки мне. Потом по вчерашнему пешеходному маршруту, через центр Лувра мимо пирамид.

По Елисейским полям, едем в новый высотный Париж. С трудом запарковались. Перекусили. Забили Мишгану в его навигатор адрес отеля в Фонтенбло и поехали. Мишган с Оксаной остались в торговом центре. Прямо у Триумфальной арки купили новые дождевики и большую сумку на бак. Выезжали по кольцевой дороге и по автобану. Напрямую — не рискнули. Километров за 30 до Фонтенбло свернули на местные дороги. В Фонтенбло у нас — супер отель «Аигле Ноир» по супер цене 55 евро.

Простите, кто- то решил, что это фото нашего номера. Нет. Это просто каминная комната рядом с холлом. Но мы там пьянку не решились устроить и заперлись в номере.

На стойке — цена за номер — 170 евро. Просто суперскидки на «Букинге».

Отель 1555 года постройки. Есть история по годам, кому он принадлежал. Кардиналы, маркизы, генералы. С 1826 года он стал отелем и последний раз перепродан в 1990 году. Супер отель. Сплошной антиквариат. Стены оббиты гобеленами. Прямо рядом с дворцом и садом в Фонтенбло. Решили сэкономить и поставили мото на бесплатную парковку у почты. Ближе к ночи переставили к входу прямо на площади у французской карусели.

Смотрю — у входа на тротуаре машина с русскими номерами. Это Владимир с женой и двумя детьми. Ещё двое приёмных — пока дома. Родом из Нижневартовска. Живут в Москве. Решили переехать во Францию. Приехали осматриваться. По мне так — глобальные аферисты. Пытаются через наших эмигрантов получить здесь вид на жительство, открыть фирму и снять квартиру в Париже. Детей отдать в школу, а самим здесь работать по интернету и не только. Отлично посидели вначале в ресторане до закрытия, а потом у нас в номере до трех часов ночи. Удачи им. Рассасываются наши люди с Родины. Сколько их с русскими паспортами по планете осело. Но перепись, я так понимаю, всех посчитала. Тот же Эрнест уже много лет дома не живёт, но страна за него отчитывается. Внутрь во дворец мы не попали, но его сильно разрушили в Революцию.

Так что погуляли по саду бесплатно. В общем, по размерам — глобально, но после Питера — бедненько. Зато у них этих замков — полная Луара.

26 июля. Начались замки Луары.

Ежедневные пробеги я запланировал по 150-200 км. То есть едем медленно со смыслом, с толком, с расстановкой. Едем только по местным дорогам. По деревенькам. Городкам. Хуторкам. Погода отличная — +25. В куртке даже жарковато. Через 100 км — Орлеан. Родина Орлеанской Девы. Жанны Дарк. Я думал, что город побольше. Да и местный Нотр Дам — не большой. Ну и Луара, как наша Инюшка. Мелкая. Узкая. С песчаными отмелями и небольшими перекатами. Судоходства здесь не видно никакого. В городках слишком много светофоров. Зона 30 км в час. Не быстро получается. Ещё накануне я изучил очередную «китайскую грамоту». Замки Луары. Это как в институте перед экзаменом. Вначале — ничего не представляешь и не знаешь. Потом — мозговой штурм и изучение конспектов. И потом, на короткий срок, ты уже ориентируешься в названиях, понимаешь в какой последовательности смотреть эти замки, выписаны названия самых красивых мест, названия лучших местных вин. Потом многое забудется, но фото и что-то в памяти останется…

Мамочка каждый день пишет в свой блокнот свои впечатления. Каждое утро я просыпаюсь, а она ножницами вырезает из многочисленных путеводителей картинки и вклеивает в свой блокнот. Так что у неё — своя веселуха.

Первый замок я забил в навигатор по коду города. Навигатор завёл нас в какую-то деревню. А здесь нет ни фига. Включаю «интересные места» Нахожу «Замки». До Шамбора 10 км. Едем. Парковка 3 евро, что для авто, что для мото. Берём русские путеводители. Замок огромный 426 комнат. 77 лестниц. 382 камина. Строился Франциском 1 как охотничий домик в 1515 году. Внутрь идти не решаемся. Это минимум на пару часов. Билет внутрь около 10 евро. Фото. Обход замка. Выезд с парковки через протоптанный газон без оплаты парковки. Да — некрасиво. Но мне — ни капли — не стыдно.

Следующий через 15 км на юго-запад — замок Шеверни. Этот совсем небольшой. Ему 600 лет.

7 евро за парк и вход внутрь. Ну, парк и парк. Большой и без наворотов. Внутри тоже довольно скромно. Полтора десятка комнат. Короче — не дворец совсем. Так — зажиточный дом. Оружие, картины, гобелены, древняя мебель, посуда, картины. Компактно и быстро. Всё. Отсюда до «нашего дома» всего 35 км. Проезжаем через городок Блуа. Здесь замок. В котором одно время жила Екатерина Медичи. Узенькие улочки. Крепостные стены. Можно бы тормознуться на ужин, но с запада весь горизонт затянула чёрная туча. Будет дождь и он нас догоняет. Решаем ехать в «свой замок» Да, мы сегодня живём в замке. 69 евро за комнату.

Силиак. Одесиа. Так же по скидкам Booking.com. Вроде есть уличный бассейн. Но холодновато для бассейна. Замок — древний. Винтовые скрипучие лестницы. Нас поселили на верхний этаж и у нас скошенный потолок в мансарде. Номер небольшой, но с туалетом и видом на заброшенный парк и пруд. По виду и размеру как Шеверни.

Попытались попасть в ресторан, но оказывается, что нужно бронировать заранее. На всех еды — не хватает. Европейский сервис. В 2 км есть пицца и в 10 км — ресторан. Решаем доесть запасы нашей еды. У нас ещё с десяток сортов сыра и колбасы. Плюс мы купили французских батонов, пива, вина и сиропа мяты и гренадина к рому. Так что ужин удался, хоть и без горячего.

27 июля 2011. Опять эта дата. Я уже начинал свой рассказ о крайних gznb днях с этой даты. Время уже 11 утра. Отъезд был назначен на 10 утра, но Миша выпросил ещё час. А сегодня 200 км и 6 или 8 замков. Но будем смотреть на них со стороны. УРА!!! Всем привет. Встаём.

Вот и проехали мы 220 км. Поселились в очередном замке на гольф-поле. На фото был замок, где находится ресепшн. И там же на фото в номере увидел лестницу наверх. Ну, думаю, дадут нам за 98 евро номер на четверых на двух этажах. Фиг. Всё конечно, красиво. Но номер с двумя большими кроватями и не в основном замке. Под окном бассейн, но — не жарко. Может вечером и искупаемся. Но зато вокруг замка это самое гольф-поле и ухоженный пруд, как в приличных замках.

Первым замком сегодня был Амбруаз. Здесь похоронен Леонардо Да Винчи.

Мамочка говорит, что Леонардо сильно обеднел в Италии в последние годы жизни. А к нему благоволил Франциск 1. Он и пригласил Да Винчи во Францию. Тот что-то построил. Что-то нарисовал и умер в замке. Он стоит на берегу Луары в старом городе. Замок — небольшой и его видно со всех сторон. Мы поездили и походили вокруг и внутрь не пошли. Вы — наверняка сходите, а нам пора ехать дальше. Фото, правда, сделали.

Следующим замком был женский Шенонсо. Он принадлежал пяти разным женщинам. Начиная с Дианы де Пуатье, Екатерины Медичи и другие. Их же и спальни. Очень симпатичный дворец. Медичи даже построила на мосту через реку двухэтажную галерею.

Оригинальных картин Рубенса там штук 6 и над ними никто не стоит и не трясётся. Понравилась кухня. Насосы, соковыжималки, медные кастрюли и сковородки, ножи, по форме — тайские. Даже была фляга под воду, как у моей бабушки в деревне в Красноярском крае. Только покрепче и побольше. Понравился механизм вращения мяса у очага с часовым механизмом и грузом. Здесь же простой лабиринт из кустарников и несколько садов. Короче, стоит 10,5 евро, отданных за билет.

Остальные замки мы смотрели со стороны с дороги.

Ехали вдоль Луары, периодически переезжая через неё вброд. Тьфу, по мостам.

Вечером поужинали в ресторане. Никто не говорит не на французском. Но все изучили карту нашей поездки и поудивлялись. Весь вечер я надеялся, что к нам заселятся Мультик с Вовачкой, которые едут на двух мотоциклах с юга Франции на север и где-то здесь мы могли пересечься. Причём Вовачка едет на моём старом «Голде», который я продал ему после падения под Тюменью четыре года назад.

В бассейне мы были единственными купальщиками. Жизнь опять удалась…

28 июля 2011. Сегодня едем далеко. Когда я по карте смотрю, где заказывать отель, я прикидываю расстояние с оптимизмом и, на самом деле, получается намного больше. На сегодня получилось чуть больше 400 км. Деревенская Франция начинает поднадоедать. Мы уже всё посмотрели, что хотели, и готовы без сожаления переехать в Испанию в страну басков. Так всегда.

Мы живём в стране столько, что уже хочется из неё уехать. Поэтому 50 км кружим по местным дорогам и выскакиваем на автобан. Нам повезло. Мы так и не встретили платных дорог. Может, в навигаторе стоит запрет на платные дороги. Может, в этих краях их просто нет. Вообще во Франции автобаны и местные дороги живут своими, независимыми жизнями. Можно пользоваться одними и практически не подозревать о существовании других. Когда мы едем по местным дорогам, то иногда пересекаем по эстакаде автобаны. Съезды на них какие-то незаметные. Или их вообще нет. И в этот раз едем по автобану. Хотели заехать в центр города Бордо. Но уже на подъезде на автобане началась пробка. Город большой. Мы решили не терять времени и объехать по объездной. Был свёрток на город Коньяк. Вообще мы едем вдоль побережья Атлантики. Но вдоль берега нет стабильной дороги. Только участки. Поэтому мы решили, что поедем по берегу в Испании и Португалии.

Въехали в Гасконь. Отсюда родом Д»Артаньян и Де Тревиль. Бедный, но гордый край. Решил съехать с автобана. До «дома» осталось 100 км. Первый свёрток, который показал навигатор — закрыт ограждением. Второй — эстакада на ремонте. Потом какая-то странная развязка. Круговые движения. И вот мы едем по дороге прямо вдоль автобана 3 км. Потом узкая, почти заброшенная эстакада над трассой. Переезжаем. Навигатор показывает съезд в поле. Хоть у меня и исключены грунтовые дороги. Едем насквозь. Здесь развито выращивание леса. Десятки километров напиленный лес. Горами лежат корни выкорчеванных деревьев. В одном месте видели огромную территорию, где лежат брёвна. Их поливают фонтаны воды. Я думаю, что так они делают морёный дуб. На месте срубленного леса садят новый. Такого много в Австралии на юге и в Чили. И режут стволы тоже по 3 метра. «Спички».

Вообще Гасконь сильно отличается. Дома другие. Окна маленькие. Дома низенькие. Иногда попадаются заброшенные небольшие замки. Участки у каждого дома огромные и с выкошенной травой. Вообще, всё смотрится победнее. Зато уже появились пальмы.

Вообще Францию я ожидал увидеть другой. Как-то много про неё читал. Мне казались, что там какие-то необычные, как с картинки виноградники. Поля какие-то должны быть необыкновенные. Местные ресторанчики с местное едой, о которых все писали. Но то ли мы ехали по «другой» Франции. Как-то всё простенько. Ну, дороги асфальтированные. Ну, домики ухоженные. Но всё же я ожидал чего-то другого. В городках рестораны работают где-то с 10 до 12:30 и потом с 20 до 21:30. Так что днём поесть можно только у турков — шаверму и кебабы или у индусов. Местным работать лень и ни к чему. Вообще иногда проезжаешь деревню — и как будто все вымерли. Ни одного человека. Может дневная сиеста и все спят днём?

Поселились в странном отеле. Он находится почти у границы Франции и Испании. Стоил он всего 20-22 евро за номер. Причём в нём был бассейн и выглядел на фото отлично. Просто он находится в стороне от дорог в 50 км от побережья. Ну, для нас — это не крюк. Вообще ситуация с отелями резко поменялась. Если в Норвегии мы жили в домиках-бараках, потом в самых экономных местах, то в Испании и Португалии я забронировал отели со скидками. Как любитель всяких скидок я выискиваю наибольшую «выгоду». Так я и набронировал пятизвёздочных отелей. Выходят они здесь по 60-75 евро, но предлагают какие-то великолепные виды из бассейна с 15 этажа. Ну и дома всё же есть отель «Дискавери». Нужно смотреть как организовано всё в пятизвёздочных отелях, чтобы было — к чему стремиться. Ну а так как отели эти стоят не всегда по дороге, то следующую ночь мы ночуем не в Бильбао, где планировали ранее, а в Виктории — на 50 км южнее. Не на океане, но зато следующую ночь я заказал в отеле на скале на самом северо западном мысу полуострова. Ну и потом опять пятизвёздочный отель в центре города Порту.

В центре Лиссабона за похожие деньги мы нашли только трёшку. Вот так и меняется жизнь. К еврам стали привыкать. Цены уже не пугают. Периодически пересчитываю в рубли, но… это же — путешествие по Европе. Ужин был в великолепном местном ресторане. Мидии в сливочно-сырном соусе. Нужно научиться такой делать. Мы вымакали хлебом весь соус. Блюдо с 4 видами рыбы, из которых один вид — это большая креветка. Ну и стейк. Хоть он и был почти прожарен, всё равно как-то не полюбили мы его всей семьёй. Есть еда и повкусее и пополезней.

29 июля 2011. Договорились выехать в 12 часов. С разницей в 20 секунд подходим к мотоциклам, заранее не созваниваясь. Вставляю ключ зажигания. Поворачиваю. Хрен по деревне. Ни огонька, ни рокота, ни, даже, музыки. В замке зажигания пять положений ключа. Два крайних блокируют руль, но в одном ещё играет музыка. Вот её то я, похоже, и оставил включённой. По часам я понял, что аккумулятора хватило до 3 часов ночи. Достал тестер, но у него тоже батарейка сдохла. Варианта два — или сдох аккумулятор, или что-то замкнуло и сгорели провода или предохранители. Мишган потолкал мотоцикл. С толкача — не заводится. У нас на парковке больше 30 машин. Начинаем спрашивать провода. Ни у кого их нет. Один дядька говорит, что он из Англии и что его дочь работает в этом отеле и он быстро нам найдёт провода. Потолкали уже на 1 передаче уже вместе с ним. Вначале мы ему поверили. Он ушёл искать провода. Мы подождали и начали искать подручные средства. В местном отельном гараже нашли тонкую алюминиевую проволоку. Она была привязана к каким-то плакатам. Проволоку конфисковали. Разобрали Мишкин мотоцикл. Присоединили провода.

УРА!!! Панель засветилась. Но мотоцикл всё равно не заводится. Провода греются, пытаются замкнуть между собой. Завели «Африку». Подзаряжаем голдовский аккумулятор. Но мото всё равно не заводится. Аккумулятор ожил. Лампочки светятся. Толкаем. Толчок. Рывок. Клуб синего дыма. УРА!!! Завели. Пока укладывали вещи, пришёл англичанин без проводов. Начал расспрашивать, как завели.

Расслабила цивилизованная жизнь европейцев. Вот мы удивляемся, как может пропасть и исчезнуть цивилизация. Типа пирамиды в Египте пилили огромными алмазными пилами. Но ведь никто ничего не знает и не умеет. Все «узкие» специалисты. Возьми 100 человек. Типа, они выжили в катастрофе. Электричества нет. Ничто не работает. Дай Бог, себя смогут прокормить. А собрать тот же сотовый телефон или компьютер. И никто не сможет и смысла никакого. Так что бахнет — и останется пшик от всех «достижений цивилизации». Кончится бензин в цистернах и опять все пешком пошли…

Ну да ладно. Поехали по местным дорожкам. Во Франции слишком много колец кругового движения. Просто перебор. Ну и лежачие полицейские и 30-50 км ограничение скорости. Ездить можно, но понемногу. Нам ехать почти 300 км. Дорога — мечта байкера. Идеальный асфальт. И виражи. Влево. Вправо. Вверх. Вниз. И без песочка на дороге. И одна встречная в пять минут. И пейзажи. Красота. Орёт «Пинк Флоид» из четырех колонок. Автоматически ускоряешься. И уже когда начинает выносить на встречку и на обочину, вспоминаешь, что до дома несколько тысяч километров и «разложиться» во Франции — по крайней мере — глупо. Скидываю скорость. Иногда выгоняем Мишгана вперёд и снимаем на видео.

Въезжаем в городок рядом с побережьем океана. Происходит что-то не понятное. По улицам идут, едут в машинах и на мопедах, пьют пиво во всех кафе тысячи разноворастных людей. Все они повязаны красными галстуками, почти как у наших пионеров, но с рисунком какого-то быка. Непонятка. И все стремятся к центру. Там огромный городок из палаток. Пытаемся объехать пробку. Не получается. Нужно выехать на единственный мост через реку. Видим — на газоне стоит Биг Фут и с него бесплатно желающим раздают энергетик. Мы сделали лишнее кольцо по кругу и подъехали за своей долей халявы. Взяли три банки, хоть нам и предлагали ещё.

Плюнув на советы навигатора едем к океану. Красивейший курортный город. Ухоженные дворцы и виллы. Народ. Пляжи. Серферы. Солнце. Тепло. Красота. Оказалось — это Беатрицц. Ну и поехали мы потихоньку вдоль берега. По таким местам и в такую погоду нужно кататься именно на мотоцикле. В крайнем случае — на кабриолете, но тогда пробки по обочине или встречке — не объехать.

Страна №13. ИСПАНИЯ. Территория 50-я в мире — 504 782 км². Население: 47 021 031 чел. (27-е). 93,17 чел./км². ВВП — 35 557 $ на душу населения. Бензин 1,30 — 1,37 евро за литр. Пока, самый дешёвый в Европе.

Как мы въехали в Испанию — никто не понял. Не было никаких знаков. Просто на заправке появился бензин по 1,35 евро. При всей жадности французов — они держатся в вилке 1,48 — 1,68 евро за литр. И 1,35 — на них — не похоже.

Теперь мы мчимся в пятизвёздочный отель. Писать нечего. На «халяву» — куда ни шло. Но всё как-то понтовито и в то же время — беспонтово. Бассейна нет. Есть джакузи. Но за него вроде хотят денег и вообще ничего не понятно и какие-то толстые тётки моются в нашем джакузи. Хорошо хоть интернет в номере и на халяву. А то в этой «развитой» Европе — с интернетом — просто задница. То его нет, то он за деньги, то комп пишет, что интернет какой-то левый и может у вас всё украсть. И это — не один раз. Я в мире такой фигни нигде не встречал. Так что — не всё здесь хорошо. Всё за деньги — Да. А хорошо — не всегда и не всем…

Вечером в ресторан. Народ пьёт пиво в баре. Ну, очень много народу. Ну, очень громко галдят. Ну, очень мало пьют. Но так по всей Европе. Мы решили поесть. Вкусно. Оригинально. Дешевле, чем во Франции, а тем более в Скандинавии. Нас накормили — карты не принимают. Вот это — по-русски. Кэш, батенька. До центра не добрались, да и неизвестно — есть ли он здесь?. Дороги отличные. Широкие. Дворы огромные. Дома страшненькие. Окна закрыты металлическими жалюзи. Технологично, но не эстетично.

30 июля. Сегодня выезд в 10 утра. Что-то я увлёкся, забыл, что начались горы. И когда бронировал следующий отель — померил пальцами на карте — вроде — не далеко. Оказалось, что по короткой дороге — 660 км. Вроде не смертельно, но мы уже отвыкли и расслабились. Плюс горы. Плюс не охота по автобану, а охота — по жизни. А какая тут жизнь, если навигатор обещает 8 часов в пути, и это без учёта остановок. Ну и поехали мы по автобану. Навигатор на каждом отворотке зовёт нас «налево». Едем прямо. Скорость 120-130. И тут — первая платная дорога за 13 000 км. Туннели и паромы — не считаем. Проехали мы по ней километров 6, отдали по 1,1 евро и, послушавшись совета тёти из навигатора, свернули на горную дорожку, не доезжая Бильбао 30 км. Конечно, хотелось проехать по Бильбао, но не с таким дневным пробегом…

Пошёл серпантин. Отличный. Спокойный. Без машин.

Вот был бы наш дневной план 200 км — лучше не надо. Но при наших запросах — скорость начинает напрягать. 150 км, из которых почти половина по автобанам — три часа. В таком темпе — нам ещё 10 часов. Выехали на перевал 1 154 метра. Десятки велосипедистов и почти все крутят в гору. Не хватает людям проблем в жизни — вот они пот и гонят из себя… Серпантин знатный. Размашистый. По одному склону. Узкая дорога. Асфальт подразбит. Ограждения никакого — лети в пропасть — нижнего велосипедиста только не зашиби. Но вообще испанцы — красавчики. У меня карта двух или трехлетней давности. Кучи новых дорог и автобанов в ней нет. И дальше строят. И какие. Эта — то дорога через долины по огромным мостам проложена. Десятки мостов по 500-800 метров длиной. Так над ними ещё круче, ещё выше строят. А говорят Испания — должник. Может, в долг шикуют. Но ведь что-то остаётся — не разворовывают всё под минус. У нас уже не под ноль воруют. Ещё в кредит берут за взятку и те деньги тоже — в ЛондОн.

Короче. Спать пора. Я вчера эти фото до 4 утра выкладывал.

31 июля 2011. Утро. Солнце. Припекает. На океана мелкие волны. Мамочка на балконе загорает. Балкон достался нам не скромный — в полдома. Планировали выехать в 11 утра.

Вчера вечером ехали уже тяжеловато. Под конец по автобанам 130 км в час. Ветер с океана. Низкие тучи. Пахнет дождиком. Выехали к океану. Навигатор ведёт куда-то в сторону — за гору. Вроде обещали что-то другое, но спорить не будем. Подъезжаем с резким разворотом по щебёнке к домику. На отель — не похоже. Рядом хозяева. Подходят. Подтверждают, что это не отель и спрашивают, какой нам нужно. Предлагают пива. Но пока — не до пива. Время 20:30, а мы ещё нигде не живём. Да мы и названия отеля не помним. Я когда бронирую, то адрес фотографирую прямо с экрана ноутбука на фотоаппарат. Достал. Посмотрел. Кроме адреса есть ещё точка ЖПС. Забиваем точку — ещё 2,5 км ехать. Выезжаем на берег. Это наш отель. Хозяин рад. Один из его гостей говорит немного по-русски.

Да и вообще Испания произвела на меня отличное (от остальной Европы) впечатление. Люди живее. Проще. Бензин недорогой (для Европы). Еда отличная. Местная. Недорогая (для Европы) — меньше 10 евро блюдо. И, кстати, не заметил пока ни китайских, ни тайских, ни японских ресторанов, как во Франции и других. Люди едят свою еду и другого им не нужно.

Еду я по дороге в Португалии и размышляю. Откуда что берётся. Вот вся Европа жалуется, что Португалия банкрот, бедная, всем должна, отдать не может. США тоже всем должна, но она, похоже, и не собирается никому ничего отдавать… Ещё в Скандинавии у меня появилась идея описывать разные страны как отдельные семьи или отдельные дома. Каждая со своими укладами, традициями, заработками, расходами. Но пока с небольшими странами всё как-то укладывалось, то для описания родной России нужно было описание не дома, а здоровой деревни. Поразмышлял я про грязь, отсутствие дорог, между домами, снег и холод и понял, что полного описания всё равно — не получится.

И вот еду я и понимаю, что каждая страна — это большая семья. Есть глава в семье — типа я. Есть дети, внуки, родители, дальние родственники, друзья, соседи, дальние соседи. Теперь, почему все семьи разные. Начнём с простого. Арабский шейх. Жили все вместе. Ни хрена не было. Старшие это ещё помнят. И вот свалилась нефть (кошелёк нашёл). Но оказался шейх жлобом. Продавал нефть за золото, золото складывал в бочки и закапывал в огороде. Но немного в семью дорог добавил, машин, еды, воды. А вот сын оказался умнее. Всю семью поставил присматривать и получать деньги с приезжих. Приезжие работают. Всё процветает. Со своих собирать налоги и подати — западло. Так что всем «своим» — хорошо.

Теперь Голландия. Вроде тоже всё не бедно. Квартирка маленькая. Вся в цветах. Детки все работящие. Да и торгуют по всей планете. Батя с них по 25% НДСа собирает. Да на них всё строит и жизнь и отдых семьи своей улучшает. Вроде тоже всё ничего, но бате — приходится многовато отдавать, но голландцы привыкли. На велосипедах ездят. Вечером в баре три кружки пива выпил и с соседями поговорил.

Это я сам удалил свои размышления.

А вообще что-то глубоко я залез. Аж самому и себя и страну стало жалко. Всегда говорил, что особенно хорошо жалеть Россию в какой-нибудь жаркой стране. Вот и сейчас я сижу в бассейне на 15 этаже пятизвёздочного отеля в городе Порту. И пишу эту фигню, не отрываясь, хотя вокруг прекрасные виды. И во всей этой странной ситуации меня оправдывает, что приехал я сюда на мотоцикле 21 года от роду своим ходом. И живу я в этом отеле, потому что были скидки и номер продавали по 59 евро, что для Европы — копейки. Ну и к чему я это всё. Как-то не по-человечески у нас всё. Не по-семейному. Никак я не мог найти логики, но потом нашёл в интернете фразу, многое объясняющую. И даже, частично, оправдывающую. Это если представить такую модель власти — «Оккупационное правительство на захваченной территории». Подумайте. Похоже иногда. А с полицаями, это для самых сомневающихся. Пять лет назад можно было в морду дать, кто такой идиотизм предложит. 30 лет назад — срок получить и не малый. А сейчас — пожалуйте, Херр Полицай — шмонайте на здоровье. Я уже ручки — хенде хох. Может, 40 000 маловато — добавить? А может я, просто, ищу себе оправдание, что, или жизнь становится менее комфортной. Или просто привык к халяве в «переходный» период и сейчас лень работать. А если ищешь, то всегда найдёшь. Особенно если ищешь подтверждение своим же мыслям. Но сваливал народ и в Революцию. И после войны. И в 80 и 90 х годах. И каждый уезжающий думал, что всё — он крайний, кто уехал, и Россия теперь рухнет. И едут и едут. Началась новая волна. А Россия — стоит. И вроде, даже, неплохо себя чувствует. Так что, похоже, это просто моё сегодняшнее состояние души и сегодняшнее видение.

Привет всем. Усталости нет и, вряд ли будет. По Европе — просто есть с чем сравнить и когда хочешь найти себе подтверждение своих же мыслей — всегда находишь. Если это и не совсем правильно. Так что каждому своё и все люди — разные. И это — великолепно. Так что моё — это Азия. Ещё огромный для меня плюс — я люблю общаться. И в Тай для этого все условия. Ко мне в гости приезжают со всей России. Европа — как бы сказать, чтобы никого не обидеть — больше для уверенных в себе, самодостаточных и немного индивидуалистов. Так что ключ описаний может измениться к Чехии, Хорватии, Греции. Эти страны я всегда любил для поездок. Посмотрим.

Спрашивали — отвечаю. Мотоцикл «Хонда Голд Винг». 1991 год выпуска. 6 цилиндров. объём 1500 кубиков. Вес под 400 кг. Ест 5,5-6 литров на 100 км. Если ехать 120-130, то 7. «Хонда Африка Твин» до 5 литров. 750 куб. 2 цил. Бак и там по 23 литра. В России мы ехали и по 360-380 км на 1 заправке. Здесь 330 км. максимум и уже лампа горит на «Голде». Это ещё 40-50 км. Максимально заливал 22,5 литра в бак.

Удачи всем.

1 июля. Через день только мамочка сказала исправить месяц на август. Так что простите. Время летит незаметно.

1 августа 2011. Выехали в сторону Порто. План — 320 км. Оделись в куртки. Хоть солнце и припекает, но ветер с океана не жаркий. Кружим по совсем уж местным дорожкам. Выскакиваем на автобан. В первом же пункте оплаты свернули в правую кассу — там вроде наличные должны принимать. Стоит автомат. Просит 0,55 евро за мото это меньше 10 км. Заплатили, но оказалось, что это — выезд с автобана. Ну и ладно. Поехали по трассе IC. Получается медленнее, но интереснее. А вообще прошло уже три дня и вспоминается всё без красок. Жаль — не нашёл время сразу описать. За 100 км до Порту перед самой границей с Португалией, заезжаем на заправку. Бензин по 1,30 евро.

Страна № 14. ПОРТУГАЛИЯ. Территория: 109-я в мире, 92 391 км². Население: 10 700 000 чел. (77-е). 114 чел./км². ВВП — 22 232 $ на душу населения. Бензин 1,65 — 1,53 евро за литр.

Выезжаем на португальский автобан. Навигатор показывает, что этот автобан — бесплатный. Но раз в 10 км стоит знак, что с мото и авто берут от 0,55 до 1,2 евро. Потом стоят камеры и фотографируют. Никаких шлакбаумов. Мы решили, что они берут с местных — присылают им счета домой. С нас никто денег не спросил. В Порту поселились. Девчонки позагорали на крыше у бассейна. Выдвинулись в центр. Что-то мы напутали с картами и мостами. Не тот не за тот приняли. Спустились на набережную. Город вымер. Воскресенье вечер. Всё закрыто. Идём. С пути не собьёмся — как я люблю — справа река — слева — горы. Правда, не ясно, сколько ещё идти. Мишган тормозит на автобусной остановке и высчитывает, что до центра ещё 5,5 км. И тут к нам подъезжает автобус и гостеприимно распахивает двери. Едем в центр.

Теперь о том, что меня поразило. Первое — это состояние домов, особенно старого центра. Ещё когда ехали на автобусе я заметил, что по состоянию и разваленности набережная напоминает Гавану на Кубе. Потом в старом центре в сумерки — вообще скорбный вид. Дома в чёрной плесени. Стёкла побиты во многих окнах. Всё пыльное и грязное. Причём видно, что много где — люди живут. Бельё сушится, свет горит. Кое-где провалились крыши и перекрытия и окна забиты досками. Как-то странно видеть такую разруху в «победившей разум» Европе. Заходим в ресторанчик. Заказываем еду. Я ждать не люблю. Рассказал местным про нашу дорогу. Фужер пива в руки и гуляю по соседним кварталам. Возвращаюсь, съедаю салат и суп из капусты и прогулка по другим кварталам. Вот и вторая странность. Я много посмотрел на планете, но такого вспомнить не могу. Представьте себе — 5-7 этажный дом. Окна. Ширина каждой комнаты 2,5 метра и это — с перегородками. И все первые этажи — это сплошные двери.

Ничего не понятно. Зачем? Если это таунхаусы, то при ширине всего помещения 2,5 метра, там даже лестницу не запихнуть. Да и жить сложно. Есть ещё версия, что из каждой двери есть лестница на отдельный этаж или два. Просто люди хотели, чтобы в 5-этажных домах каждый имел свою входную дверь с улицы. Я вспоминаю, что в Бразилии тоже многовато дверей, но Порту — никто никогда не догонит. Это страна номер один по количеству входных дверей. Над каждой дверью свой номер. Видно, что сейчас понемногу перестраивают и некоторые двери переделали в окна, витрины. Но чётко видно, что раньше — это всё были двери. У нас не было с собой ни одного фотоаппарата, и на следующее утро я специально поехал по центру и на ходу пытался фотографировать, меняя приближение трением о подбородок. Ну не упали и ладно.

Мамочка сзади снимала на видео. Проехали по двухэтажному мосту, построенному учениками Эйфеля больше 100 лет назад.

Попетляли между целым городком заводиков, производителей портвейна. Выскочили на трассу и пошли…

2 августа. Сижу на набережной в Лиссабоне у памятника мореплавателям. Жду Мишгана. Он немного потерялся. Вчера мы проехали 300 км по Португалии из Порту в Лиссабон. С дорогами тут полная фигня — почти все дороги платные. А бесплатные не очень хорошие и не очень быстрые. Вот мы и ехали больше шести часов. Но зато видно жизнь. Попроще она, чем в других странах Европы. Но и поживее. Ресторанчиков куча. Машины продают, в основном, б/ушные. Мусор вдоль дорог появился. Даже видели пару аварий. Въезжают в зад передней машине. Сразу огромная пробка. Больше 10 ментов ходят вокруг и регулируют движение. Машины не убирают — вещ доки. Короче, всё как у нас. Только на дорогах ментов нигде нет. Во всей Европе. Так что у нас в России — почти полный эксклюзив. Так они мне в мозг вбились — как вижу машину на обочине — автоматически притормаживаю. Потом понимаю, что не менты это, да и не превышал я, но — рефлекс, как у собаки Павлова. Он их вроде током херачил. Чем же меня били, что я тоже не могу отучиться…

Вчера вечером дети отказались с нами идти в центр. А нам интересно повспоминать и посмотреть, что изменилось за 15 лет. От отеля идти до центра 4 км. Пока перекусывали в номере, пока пробовали купленный в Порто портвейн, стемнело. Ура! Вперёд — к приключениям на свою попу, а то она в дороге — затекает.

Ну и пошли мы. По карте мы уже начинаем плохо ориентироваться. Прогресс рванул в нашу жизнь в виде навигатора. Вышли на авениду Либертад. Симпатичный город. Оригинальная архитектура. Португалия под маврами была меньше Испании и здесь — свой стиль. Разрушенных и заброшенных домов намного меньше, чем в Порту, но и здесь в самом центре встречаются дома с разбитыми стёклами и с окнами, заложенными кирпичом. Хотя на каждом углу пятизвёздочные отели и дорогие бутики. Вот и я нашёл свой кустик у Луи Витона. Прогулялись по площади, где казнили крайнего короля с сыном. Спустились до набережной. Обратно в горку идти лень. Здесь такси нормальные. Не как в Германии и Скандинавии — новые «мерседесы». Как на них зарабатывать при их стоимости? Здесь ловим тоже «мерседес», но 1991 года выпуска. Нашего отеля он, конечно, не знает и мы вспоминаем, что рядом — отель «Холлидей инн». За 5 евро везёт к нему. Выходим. Красота. Памятник на площади, но это — не наш «Холидей». Похоже, их несколько. Включаем навигатор — идти ещё 1 км. Пока мы не увидели наши мотоциклы на парковке у отеля, мы не узнавали окрестности.

Вчера, из-за постоянных дождей, мы не решились ехать на самый западный мыс Европы — мыс Рока. Но, во-первых — это положено всякому байкеру и вообще путешественнику. Во вторых — мы хотим проехать по набережной вдоль отеля в городке Эшторил, где мы жили 15 лет назад. Договорились, что если утром не будет дождя, то рано выезжаем. Утром — СОЛНЦЕ. Мишган ехать отказывается. Типа, всю ночь качал музыку. Вообще. Эти дорогие модные отели делают из людей тюленей. Был бы нормальный бомжатничек — бросили вещи и пошли бродить по городу. А тут — 5 звёзд. Пока на все кнопки понажимаешь. Пока всё мыло и шампунь распакуешь — вот и не охота никуда идти. Очередной «заменитель жизни» почти как ТВ. Нужно возвращаться в хостелы.

Вот мы и поехали. По прямой дороге 41 км. Едем 1 час. Вначале появились тучи. Потом туман и водяная морось. Потом дождик. Выехали прямо к памятнику на мыс. Туристы из Китая всем автобусом смотрели маршрут и радовались. Но всё в тумане. Не видно ни океана, ни маяка рядом. Ну и ладно — отметились.

Что мы — Атлантики не видели? Едем в Эшторил. Великолепная набережная. Многие дворцы вспоминаются. На месте нашего отеля — новый — какие-то нависающие огромные стеклянные кубы. Супермаркет «Джумбо» живой. Красота. Сегодня живём на пляже на самом юге Португалии у городка Фаро. До него 300 км, и я хочу проехать не по мосту, рядом с которым стоит статуя Иисуса, как в Рио-де -Жанейро, а по-новому — в десятки километров. Такой длинный мост есть в том же Рио. Ну, если, конечно, мы дождёмся Мишгана. Всё-таки иногда он сильно тупит. Или на телефоне у него минус и он не получает наших смс? Час уже ждём. Если бы не ноутбук — я бы давно уже психанул, сбросил ему название следующего отеля — пусть добирается сам. Он любит автобаны и платные дороги. Новое поколение выбирает…

Это были самые прикольные поиски друг друга. В 10:50 мы сбросили детям смс, что ждём их через полчаса у кафе «Португалия». Приехали. Прождали их полчаса. Версий несколько. Спят. Не доходят смс. Просто болваны. Пишем, чтобы ждали у отеля. Едем в отель. До него 9 км. Едем 40 минут. Навигатор показывает старую дорогу через парковку госпиталя и водит кругами. Отель видим, но он у железной дороги и сложный подъезд. В 12:50 подъезжаем к отелю. Никого. Приходит смс что дети сидят в кафе «Португалия» и ждут нас. Едем ещё 15 минут. Обратно — быстрее. Что бы вы думали — никого. Пишут, мы в кафе. Заходите. Никого. Набираю на навигаторе — есть ещё одна «Португалия» в 5 км на восток, на другой улице правда. Приезжаем. И вот — новое поколение — заказали еду. Суп принесли — остального пока нет. Времени 13:34. Правильно буддисты говорят, что нельзя расстраиваться. Дети уже научились. Скоро мы научимся. Может быть.

Поехали…

Дети дожидаются еду в модном кафе. Мы дали им точку ЖПС через 300 км нашего следующего отеля и поехали. Проехали мимо памятника Иисусу. Прикольно. При въезде на мост — огромная очередь к турникетам. Деньги собирают за въёзд. А при выезде у нас никто ничего не спросил. Тут навигатор, которому я запретил ездить со мной по платным дорогам, заплакал — типа, сворачивай, хозяин, там злые дядьки деньги будут за дорогу отбирать. Попробую я вам, господа, объяснить своё отношение к платным дорогам. А то Вы думаете, что это я так их боюсь. Просто, чувствую, что в России грядёт всеобщая «оплатизация» дорог. И, как у нас умеют, никто новых дорог сильно строить не будет. Возьмут, подчинят старые и — сделают платными. Я очень удивлюсь, если будет по-другому. Как-то — вариант «через задницу» у нас становится единственно возможным. Вот я и изучаю, что народу оставляют из бесплатного. Ну и многие говорят, что по Европе можно быстро ездить только по платным дорогам. Я — не против. Но мне быстро — НЕ НАДО. У МЕНЯ — ВПЕРЕДИ — ВЕЧНОСТЬ!

Много я поездил по ним в своё время. Одинаковые они. Что в Чили, что в США, что в Европе. Почти как в метро едешь. И станции все одинаковые на одной трассе. Заправка, Мак Дональдс, туалет. По Бразилии мы до 50 долларов в день платили только за дороги. А тут в этой поездке я захотел ехать по «простым» дорогам. Пока мне нравится. Особенно, если ехать по 200-300 км в день. Познавательно и интересно. Назвать это целью поездки — глупо и пошло. Ну не может быть целью — объезд платных дорог. Но как лозунг — пойдёт. Ударим разгильдяйством по платным дорогам и не будем ими пользоваться. А может моя «болезнь» — любовь к экономии — на старости лет, стала принимать совсем уже извращённые формы. Короче, пока пару раз заплатили по пол евро. А проехали уже почти 14 000 км.

Ну так и съехали мы с платной дороги. Начали пробираться через городки. Но до Лиссабона рядом — машин много. Медленно. Плюнули. Разрешил навигатору вести нас по платной. Он кружит и выводит на автобан. Прицеливаемся в правый проезд. Проезжаем. Шлагбаума нет. Ну, думаю, по дороге будут собирать бабло. Едем. Скорость 130. Остановились заправиться и перекусить. Бензин — самый дорогой и на всех заправках по трассе — по одной цене. Еда. Не ешьте её. Сэндвичи, пицца и хот доги для меня — это еда для собак. Удобно их с руки кормить. Хотя пицца с голодухи попадается вкусная. Мы же взяли блюдо дня. Суп Пюре из непонятки и пересушенное, подошвообразное мясо в кляре. Вообще-то мы брали его как рыбу, но — не сложилось. На двоих 27 евро и ощущение полного идиотизма. Разгоняемся по разгонной полосе, про которую российские чиновники или пока не знают, или она у них под грифом «секретно». И тут детки наши нарисовались. Валят по платной. Ну и мы с ними.

Проезжаем 80 км. Вдоль дороги появились «пробковые» деревья.

Говорят, что их тут шесть миллионов. С них, вроде, снимают кору раз в 9 лет. И пишут на дереве год, когда можно в следующий раз снимать кору. По мне — идеальный бизнес для ленивых. Собрал кору. Не поливать. Ни ухаживать. 9 лет потом отдыхай. Как Дункан Мак Клауд. И тут я Мишгана спрашиваю. А ты за дорогу платил? Он говорит, что ему, на каком-то пункте дали карточку. Оба на!!! А мы-то едем, как колхозники из Сибири. Нет у нас ничего. Похоже, проскочили мы по какому-то автоматическому въезду и записали свой новосибирский номер в их базу. Мы крайний раз так косячили по неграмотности 15 лет назад в той же Португалии с Колясиком. А тут — такой прокол. Я тут же перестраиваю навигатор на бесплатность дорог и еду в ближайший выезд с трассы. Мишган пытается свалить дальше по трассе, но мы берём его с собой — с его массой только заслоны и полицейские кордоны пробивать. Подъезжаем к будке. Я готовлюсь поговорить с тётей. А тут — оптимизация расходов. Ни одной тёти ни в одной будке. Суй карты и деньги в автомат — он шлагбаум и приоткроет. Мишган засовывает свою карточку. Платит положенные ему 8,5 евро за 90 км дороги, шлагбаум открывается и мы, одновременно, проезжаем. Да. Мне — не стыдно. Да — я сволочь. Да — виноват. Да — сэкономил. А это в местном магазине — 12 литров баночного пива. Говорят, что у наркоманов нету совести. Считайте, что я тоже свою потихоньку по дороге растряс.

А вот местная дорога IC1 мне очень понравилось. Юг Португалии какой-то совсем не заселённый. Ну очень редкие хуторки. Пробковые деревья. Оливки. Совсем немного полей. Дорога двухполосная. По идее — ограничение должно быть 90 км в час, но многие едут 120. 90 км едут только инвалидки, которые не тянут. Так что ничего мы времени не потеряли. Подъезжаем к Албуфейра (район Алгарве и Фаро). Курорт. Пальмы. Отдыхающие с надувными матрацами и в труселях. Короче — реальная Турция. Отель у нас заказан вроде как на океане по 71 евро за номер. Но как-то «букинг» не прислал нам подтверждение бронирования. Есть фото экрана монитора, но ночью я промазал и название отеля не попало в фото. Короче, есть только точка ЖПС. Встаём на парковке, забитой машинами. До океана — 50 метров. Четырехзвёздочный отель, но я понимаю, что он — не для нас. Вроде было в описании, что мы можем пользоваться благами соседнего модного отеля. Захожу внутрь спросить, где же наша халупа. В Европе всё «приличное» начинается от 150- 250 евро за номер в сутки. Вот Эрнест в Тайланде опять порадуется. Да и я, если соберусь ещё раз в Европу — перечитаю эти строки и … махну в Азию.

На ресепшене послали нас в соседнюю деревню. Потом мы вскрыли свой ноутбук. Решили другую тётю спросить про нашу резервацию. Она взяла — и нашла. Дала нам ключи. Мы живём в этом комплексе, но на самом отшибе. Зато здоровые номера с кухней и балконом. Долго не могли снять деньги — не работала считывалка. Сняли слип, как в древние времена. Мой рассказ про поездку произвёл на тёток неизгладимое впечатление. Они ловили всё новых работников и рассказывали им про нас. Дальше — бытовщина. Поселились. Океан почти без волн. С песком. Мутный. 18 градусов. Я, конечно же, искупался, но 10 минут на всё хватило. Дети сказали, что в бассейне вода — не теплее. Номера с кухнями и посудой. Съездили в супермаркет. Ужин удался. Суп с курицей, картошкой и морковкой. Для любителей с добавлением сыра и соуса. На второе свиные стейки в соусе. Соус этот давно возим и хотели уже выбросить, но вовремя пригодился. Ну и жареный лосось, треска-бакалао, икра трески (тоже пожарили) и жареные кабачки. На сыр и колбасу никто уже не смотрит. Наелись. Осталось на утро. А дети ещё обещали омлет на утро…

Всем спокойной ночи и хорошего настроения.

3 августа. Ещё один день на свободе. Тьфу. В поездке. Несколько дней я уговаривал всю семью заехать в Марокко. Мы с мамочкой как-то проехали весь Марокко на арендованной машине больше 6 000 км. Но мы не были на севере. И тут такая возможность «на халяву» (без перелётов) побывать в цивильной Африке. И что вы думаете? Все мои попутчики — «горе-путешественники» — забастовали. Оказывается, мамочке в своё время не понравился Фес. И это с его глобальной Мединой. Чанами для крашения кожи. Магазинами тапок, шляп и халатов, вышитых серебром. Я специально впервые взял Гугл Мап и рассчитал дорогу до дома из расчёта 200-400 км в день. Если оставить три ночи на Марокко, то мы бы ночевали на Атлантическом побережье, в Фесе и на побережье Средиземного моря. Весь кружок всего 1 000 км, и к 10 сентября доехали бы до Москвы. Но я не смог своих уговорить. Ну и фиг с ними…

Так что сегодня утром доели остатки вчерашнего стола, омлет. Напились чая и кофе, купленных ещё в Норвегии. Сегодня ехать 220 км до Севильи. Вначале был план рвануть до Гибралтара, но слишком далеко и, похоже, нашим море если и нужно, то тёплое и прозрачное. Поэтому насмотревшись документальных фильмов «Золотой Глобус» по разным странам решили смотреть достопримечательности столицы Андалусии. По дороге заедем в городок Фаро. Там есть костёл, отделанный бразильским золотом и часовня, все стены и потолок которой сложены из человеческих костей и черепов. Похожее вольное отношение к человеческим останкам попадалось во Вьетнаме и в храме Лимы в Перу.

Так всё и было. И костёл, весь по бразильскому варианту в золоте, и часовня. Черепа, правда, маленькие. Или детские, или усохли или раньше народ был помельче. Вокруг черепов кости рук и ног. Ведётся реставрация. Вход 1 евро.

Дальше автобан. Сильно смотреть нечего. Пустыня. Африканские пейзажи. Оливки рядами. Выжженные до серого цвета поля подсолнухов. Подъезжаем к Испании. Здесь уже знак «Испания» есть.

Мост через реку — граница государств. Бензин по 1,377. Дотянул до заправки на последних каплях дорогого португальского бензина. Альтернативных дорог нет. Едем по бесплатному автобану 130-140 км в час.

Начинаются матершинные названия. Hueva, Condon, Niebla. Вот такими простыми русскими словами нас встретила Испания. На той же скорости влетаем в Севиллию. Вначале мы не хотели здесь останавливаться, но посмотрев полуторачасовой документальный фильм — узнали много интересного. Остановились — и не пожалели. Глобальный город. Арабская медина. Вообще меня удивило, что всё как в Африке, только поцивильнее. Тут мамочка и открыла мне тайну. Испанцы, как и поляки, да и, похоже, все мы, всегда были под кем-то.

1100 ГОД ДО НАШЕЙ ЭРЫ — Испанию захватили финикийцы из Африки.

218 год до Нашей Эры — Испанию захватили римляне.

5 год до НЭ — Испанию захватили вестготы. Я так понимаю, из западной Готии. То есть древние готы, друзья древних ЭМО.

711 год — Испанию захватили мавры опять из Африки.

С 1100 по 1492 годы идёт освобождение от мавров. Не торопились они, похоже, освобождаться.

1898 год — Испания теряет последнюю колонию в Америке — КУБУ.

Минут 40 мы пытались доехать до отеля. Дороги настолько узкие, что машины практически шоркают зеркалами по стенам. Люди уже не проходят. Неопытные водители в повороте раз 10 дёргаются вперёд — назад, а всё равно обдирают диски. Проблема, что все дороги односторонние. И навигатор не знает новых изменений и постоянно приводит к «въезд запрещён». Живём в 200 метрах от кафедрального собора — центра города.

В конце концов, нарушив раз 10, мы подъезжаем к отелю. Паркуемся на поребрике под деревом с огромными спелыми апельсинами. Сорвать удалось с трудом. Но они — кисловатые и сухие. Не поливают. Отель прикольный. Нам достался огромный номер с маленьким окошком, выходящим во внутренний крытый дворик. Вообще в отеле очень богато обставленный ресторан и несколько холлов — двориков — патио. Всё в изразцах, на стенах картины, старинная мебель.

В Испании есть традиция — есть в баре тарелочки с закусками. Разная маринованная рыба, салатики, креветки с помидорами. Называется «тапас». Раньше, говорят, их давали бесплатно к купленному спиртному. Сейчас это стоит отдельно, от 2 до 4 евро за тарелочку. Туристическое место. Сели в ресторан. Конечно, паэлию они готовить умеют. Но продавать простой, даже вкусно приготовленный рис по 12 евро — перебор. Нужно в Тайланде попробовать приготовить самому. Там можно и морепродуктов насыпать от души. Ещё один прикол — в ресторане нет меню на напитки. Вот и насчитали нам за простенький перекус 75 евро. Европа…

Идёт группа людей мимо наших мотоциклов. Здороваюсь по-русски. Отвечают. Ольга живёт в Испании уже 9 лет. Приехала сюда из Удмуртии со 120 еврами в кармане. Сейчас работает медсестрой. Купила в кредит два дома. Живёт с испанцем и двумя дочерьми — одну родила здесь, а вторую привезла из дома. Уже три года нелегально живёт с ней её мама. Надеются получить скоро вид на жительство маме. Ольге сильно здесь нравится, а старшей дочери и маме — не очень. Но, думаю, съездят в Россию и поймут, что у них, в Испании, тоже не всё так плохо. Таскали мы их с собой час. По дороге встретили ещё русскую девушку из Татарстана. Живёт здесь 1 год. Ну и удачи им всем!

Вечером проходим мимо наших мотоциклов. Спрашиваю солидного официанта из соседнего ресторана — нет ли проблем с нашими мото. Он говорит — есть. Начинает звонить по телефону. Оказалось, что жена его родного брата из Москвы. Она перевела, что могут быть проблемы с полицией. Я её разубедил. Но официант обещал покараулить наши мото. Вернул зарядку, которую решил прибрать, чтобы не спёрли другие. В благодарность мы заказали у него пиво и фужер вина. Он скромно взял с нас за напитки — 10 евро. Семья русская — из Москвы… Пошли мы дальше кружить по улочкам. Великолепный город. Площади. Домики с зарешёченными окнами. Всё такое арабское и в тоже время — без арабской приставучести и грязи.

Нашли барчик для местных. Вся площадь гудит, как улей. Все пьют пиво. Рассказал барменам про нашу поездку. 1,1 евро за пиво. 1,5 — за фужер вина. 1 — за тарелку огромных оливок, фаршированных корнишонами (огурчиками). Тут же выступление уличных артистов. Мы их уже видели на прошлой площади и здесь, когда они обходили с шляпой зрителей — дядька улыбнулся и вспомнил, что мы ему уже заплатили. Приятно. Просидели до закрытия на тёплых мраморных ступенях замка на этой площади. Вообще, начались самые жаркие места в поездке. Солнце печёт. Температура 38. Но мы давно мечтали о тепле, поэтому радуемся. Правда, здесь нет магазинов 7-11, как в Тайланде, где можно охладиться под кондиционером. Но зато здесь есть жизнь. Народ выползает на улицы по темноте и ресторанчики закрываются в 23-24 часа, а не как в остальной Европе. Правда, магазины всё же — не перерабатывают.

Утром у нас редкий подарок в нашей поездке по Европе — включённый завтрак. Крайний раз Европа «расщедрилась» в Брюгге, в Бельгии. Так что за 53 евро за номер нас решили ещё и накормить. Даже в пятизвёздочных отелях эта опция шла за отдельную плату. Обычно завтрак стоит дополнительно от 9 до 16 евро на человека. Иногда мне даже жаль «бедных людей Европы». Так уж им нужны деньги. Они уже за всё пытаются их брать. Особенно великие бабки собираются за парковки. В том же Лиссабоне любая парковка на улице — 3 евро в час. Парковка на месяц — 200 евро. Правда, если я правильно понял, то с 19 до 10 утра парковки бесплатно. Но это, опять же, в Лиссабоне. В Севилье парковаться практически негде, но и будок оплаты парковки не видно.

Такая же фигня и с интернетом. Только в половине отелей он есть. Вот уже два дня его нет никакого. Кое-где он по 4 евро в час, а то — и дороже. Иногда он такой замудрённый — через задницу. Так что «цивилизация» Европы ещё сильно отстаёт от Азии. Да и денег в банкомате они выдают максимум 300 евро. А при их ценах этого нам даже на два дня никогда не хватало. Так что я, похоже, как и хотел. Уж досмотрю всю эту Европу и забуду её как страшный сон надолго. Не моё это. Жадный я — за фиговую, по большому счёту, еду, за довольно убогое жильё, за «ненавязчивый» сервис платить деньги, на которые в Азии ты получишь в 10 раз всего больше, вкуснее, разнообразнее и лучше. Одни хоромы мои на пять спален в Паттайе вспомнить с бассейном по 40 евро в день НА ВСЕХ десятерых человек. 8 евро за комнату в хоромах. Да — это на долгий срок. Но и по дням во Вью Талае 5 можно снять за 30 евро огромную студию на 21 этаже с видом на море. Так что европейцы не зря любят Тай. Особенно скандинавы. Для них этот контраст — очевиднее.

4 августа 2011. Сегодня едем в Марбеллу. Коста дель Соль. Здесь в своё время любили жить знаменитости и артисты. Потом где-то здесь обитал изгнанный Гусинский. Кажется, где-то здесь подаренная Испании статуя дяди Церетели. Вот уж наваял на всю планету. Узнал бы для вас поподробнее в интернете, но, простите, Европа — сложности… Так что, сегодня нас ждёт Средиземное море. Будем надеяться, что хоть оно — тёплое.

8 августа. Ночь. По-прежнему Испания. Правда, уже последняя ночь в Испании. Сегодня мы в Барселоне. Писать вроде всегда есть что. Но вот времени на писанину не хватает. Попробую восстановить события. Хотя подробности, как всегда, придётся пропустить. Вот и 4 августа мы проехали положенные 200 с мелочью километров. Немного серпантина. Немного красивых видов на море.

Правда, самих дорог вдоль моря — немного. Всё отдано туристам. Иногда только трасса выскакивает к берегу и извивается по самому обрыву. Тут уже туристы должны передираться через дорогу, имея возможность не искупаться, а погибнуть под колёсами. Но это было бы у нас. А там — везде ограждения, переходы, туннели и никого задавленного я не видел. Да и аварии ни одной. Вроде за кустами поднимали краном грузовик, но он не перевернулся, а привалился. Далеко на обочину съехал что-ли?

Поселились мы великолепно. Михас. До моря 200 метров, но мы так и не решились искать переход. Выдали нам квартирку с одной спальней плюс здоровый раздвижной диван в здоровой кухне. Плюс вся посуда, печи, духовки, выжималка для апельсинов, стиралка. А ещё здоровый балкон со столом и видом на бассейн и на наши мотоциклы на парковке. И всё где-то 80 евро. Мы с мамочкой поехали за продуктами. Дети пошли в один из трех имеющихся бассейнов. Ужин был знатный. Бараньи ноги и рёбра, сваренные с большим количеством перца, помидоров и картошки. Мидии, запечённые с сыром.

Жаренная рыба — труча — вроде форель по-нашему. Ну и так — сыры — закуски. Утром пытались доедать, но полкастрюли всё равно осталось. Что удивило — цены. Шортов в магазине — ряды. Цены от 40 евро и до больше 100. Правда, на многое скидка 50%. Удивила цена на рыбу. Барабулька, как у нас, но мельче и по 30 евро за кг. По такой же цене была плоская рыба. Вроде морской язык называется. В Тайланде стоит раз в 20 дешевле. Но потом нам объяснили, что вообще Марбелла — это заповедник. И там всё в разы дороже — и продукты, и шмотки, и еда. Типа — дорогой курорт для модных. В Бенидорме многое уже дешевле, чем в России.

Утром 5 августа мы с Мишганом отсыпаемся. Наши тётки пошли в бассейн. Ещё одна странность. Вроде клубный отель. Пока дойдёшь до номера — три раза карточку считывают. Но каждый балкон, выходящий на бассейн, закрывается на железные быдловские ворота с навесным замком. Что к чему. То ли воруют. То ли лень охранника поставить. Ну да ладно. Мы же едем по планете не людей уму разуму учить. Рано нам и сильно нечему учить других. Самим нужно научиться чему-то, что-то подсмотреть. И попытаться привить дома хорошее и полезное, а маразм всякий избегать…

Ну, так вот, в 11 утра ломятся наши тётки в дверь. Ни я, ни Мишган в разных комнатах не встаём. Есть же карточка. Но стук не прошёл, а только усилился. Мишган сдался. Открыл. Оказывается, карточки отключились. Мы подумали, что чек аут в 11 и потихоньку стали завтракать и собираться. В 12 вывалились. Никто нас не потревожил. Но я выяснил, что для удобства уборки многие резиденции как эта, делают заезд после 16, а выезд до 10. Ну, так им удобнее.

Так как у нас давно не было интернета, мы решили попытаться поселиться по-старинке — свободным поиском. Всю жизнь мы этим занимались. Причём на поиски что в натуре, что в интернете, уходит одинаковое время. Просто в интернете ты ищешь, сидя в квартире, а в натуре — ты ездишь, бродишь, спрашиваешь. Но опять же, это не для пятницы в сезон на побережье Испании. Народу тьма.

Обспросили с десяток отелей. То номер по 80 евро и с видом на море и заводы. То за 100 евро комната на 4 без всяких видов. Но, в основном, всё битком. Причём нет ни одного плакатика с ценой и надписью «свободно» на любом языке. Цены бывают только на рекламе отеля «Ибис» на въездах в крупные города.

Удивило количество теплиц. Они занимают тысячи гектар. Притулились и на горах и в долинах. Иногда до горизонта всё побережье отдано под теплицы. Пытался заглянуть во все близстоящие. Пусто. Нет ничего. В одной видели что-то типа помидор, в другой что-то похожее на виноград. Сфотографировать было лень, поэтому фото со спутника.

Проехав к 6 вечера больше 350 км, мы сели в китайскую кафешку перекусить и подумать, где жить дальше. Перекус удался. Не было остроты, но было 4 здоровых тарелки с разным мясом в разном соусе и почти задаром. Наевшись, мы решили выполнить сразу и план по завтрашнему перегону. При том, что платных дорог мы не встретили, а бесплатные, в основном, были великолепными автобанами со скоростью 120. А это — сбор лимонов. Еле меня достали из обрыва…

И выдвинулись мы в сторону Аликанте, Бенидорма, Алтеи, Кальпы. Многие должны знать эти места, сильно уж много здесь осело наших соотечественников. Вот к одним своим старинным друзьям мы и были приглашены. Они же и делали нам вызов в свой домик. Проехали мы в этот день 630 км. Приехали уже по-темну. И прожили у Натальи и Николая три ночи. Писать ничего не буду. Дорого всё. И красиво. Но люди счастливы. Они добились того, о чём мечтали. Так что спасибо им огромное, что приютили и приглашаю в гости в Тайланд…

На самом деле после прокола с поселением, я, обретя на вилле интернет, увлёкся заказом отелей. Я расписал программу движения и часами тыкал в интернете. Назаказывал всё до Праги включительно. Если не будет поломок и проблем, то будем ехать по графику. Сезон. Все отели разбирают. А хочется то на море, то квартирку с кухней, то замок какой-нибудь древний, то в самом центре в какой-нибудь столице, и всё хочется недорого. А не дорого и с выбором — только заранее. Вот я и увлёкся. И даже дорогу до Барселоны разбил на 2 куска по 250 км и заказал квартирку на самом берегу за 99 евро на всю компашку. Но во второй вечер мы немного не дожили в вилле, немного не договорили, Мишган не дошёл до дискотеки и народ смог меня уговорить — остаться на третью ночь в гостях, тем самым выбросив на ветер этот, уже забронированный отель, и соответственно, эти 99 евро. Была ещё надежда, что эти деньги забудут списать, но в Европе про деньги не забывают. Более вероятно, что снимут два раза, чем — ни одного.

Утром 8 августа проснулись. Позавтракали, чем послал Бог и Наталья. Помыли первый раз за всю поездку мотоциклы. До этого, я только свой протирал. Ну и, попрощавшись с хозяевами, выдвинулись в Барселону. Местный Борис рассказывал, что здесь проходит Гринвичский меридиан и вроде на 332 дороге около Алтеи Хилс стоит камень и там куча нолей. Граница западного и восточного полушария. Нолики на навигаторе увидели, но камня не нашли — может кто украл, или на реконструкции…

«Гармин» сразу стал запугивать, что по платной дороге всего меньше 500 км и 5,5 часов дороги. А по бесплатным все 650 км и больше 8 часов. Мы не поверили. Проехали по набережным. Постояли в пробках. Пообгоняли всех по обочине. Постояли на красных светофорах. За час продвинулись на 30 км. Неужели придётся сдаться живодёрам с платных дорог? Едем. Дороги потихоньку налаживаются. Скорость увеличивается. Кругом сады. От моря потихоньку удалились. Городков стало поменьше. Ну и потихоньку едем. За первые 3 часа прошли уже 210 км. Нагоняем. Пахнуло Родиной. Вдоль дорог стоят пластиковые стулья с зонтиками и девчонки. Трусов из-за попы не видно. Вначале рассматривал, что они там продают? Тут ещё менты постоянно стоят на обочине — ловят. Ну и понял я — Это ж трасса Москва — Копейск из Нашей Раши.

Мишган догоняет и начинает постанывать. И бензин заканчивается — он по дискотекам и магазинам всё искатал. И болит всё. Расслабились за 3 дня ничегонеделания и купания в бассейне. До первой остановки прошли 240. Перекурили. Полетели дальше. Дорога с переменным успехом. То автобан в 4-6 полос, то городки с пробками и светофорами. Но городки прикольные. Ни за что не догадаешься, что это — Испания. Турция или другая мусульманская страна. И постройки убогонькие. Пыльно всё. Разрушено кое-что. Едем. Опять Мишган проголодался. За 80 км до Барселоны заезжаем в Кэрифур. Заказываем еду в ресторанчике, а я пока покупаю фрукты, напитки и хлеб в маркете. Краем глаза увидел богатый выбор недорогой рыбы. Ну и отлично. Нам здесь — не жить, но чтобы местные — не голодали.

Но перед Барселоной ехать стало невозможно. Трафик. На очередном кольце указатель сразу на 2 платные дороги до Барселоны. Оказывается, даже так бывает. Мы выбрали 32 трассу — там был запрет движения грузовым, а это именно они портили нам настроение. Через 10 км пост — взяли 3,5 евро за оба мото. Ещё через 20 — ещё 5,5. Прикидываю, что с их запросами мы бы и в 100 евро не уложились только на оплату дороги от Бенидорма до Барселоны. Тут уже начался город и дорога стала общественной. Доскочили по многочисленным туннелям до места, где вроде должен находиться отель. Ничего, даже близко похожего. Присматриваемся. Группка людей жмёт на звонок и перед ними открываются железные ворота. Может и нам туда. Подъезжаем. Ворота сдвигаются. Заезжаем. Парковка. Пятиэтажные дома. Какая-то церквушка. Что-то вспоминаю — вроде заказывал келью в монастыре. Ну, по крайней мере по описанию что-то такое было. Селимся в комнатушки. Маленькие. Туалет по старотайской традиции — у окна. Поэтому двухспальная кровать не влезает и стоят две кровати — паровозиком. Бросаем вещи. Открываем карты. Ищем достопримечательности и забиваем их в навигатор. До собора Гауди «Святое семейство» около 4 км.

Пешком идти не охота. Причём на улице практически нет машин. В 20:20 выдвигаемся. Попадаем в туннель на полтора км. Очень информативно. Потом кружим. Олимпийский стадион на горе. Смотровая площадка. Огромный светящийся порт с контейнерами и ёмкостями под горючку.

Памятник Колумбу. Королевский дворец, где встречали Колумба. Римские развалины. Ещё один дом Гауди с овальными стенами.

Стемнело. Я включаю все светодиоды. Музыку. Стробоскопы страшновато включать — вдруг полицаи местные заревнуют к моей яркости. Когда проезжает полиция — всё выключаю, но понимаю, что выглядит глупо. Типа, ехала ёлочка и внезапно — погасла. Народ смотрит — удивляется. Некоторые машут вдогонку.

Выехали в центр. Побродили. Дети пошли бродить дальше, а мы — упёртые. Решили найти светомузыкальный фонтан. 15 лет назад мы на него ходили. В навигаторе нахожу два названия с фонтанами. Наматываем 10 км, но попадаем в какие-то переулки, а фонтан был на площади. Ну да ладно. Время 23:30, но везде жизнь. В мелких супермаркетах арабы продают нам воду недорого. Работают кафе. Заправились в самом центре. Опять какими-то дворами, переулками, тоннелями пробираемся домой.

Завтра стартуем в Андорру. Для меня это — новая страна и там — не сезон. Поселились по скидкам. Посмотрим. Кстати, сегодня рухнул рынок, то есть биржа. Я был в деньгах, после прошлых длительных проигрышей, но сегодня, похоже, сработали мои заявки и я опять понакупал всякой фигни. Ну и начал, похоже, дальше проигрывать. Так что уж подросло бы что-нибудь. Вернуть бы свои, вложенные полтора года деньги назад. Но, правда, ничего в нашей жизни не поменяется. Как едем «бюджетно» по Европе, так и будем ехать…

Удачи всем!

9 августа. Утром решили не ехать по Барселоне. Вчера накатали по ней предостаточно. Дома с красивой подсветкой и без пробок. Пусть такой и останется в памяти. До Андорры всего 200 км. Красота. Всю ночь и самого раннего утра под окном шли разборки. Тётки визжали. Мужик орал как-то не понарошку. Я думал, что это всё во дворе нашей общаги. Но оказалось, что всё происходит на улице у наших ворот. Молодёжь наша подрастает. Мишган сказал, что стреляли там же из травматика. Я — не отличаю, а он — уверен. Итак, выехали. Пару раз ошиблись. Каждая ошибка — лишних 5 км по развязкам. Потом пошли ремонты. Красавчики. Строят и строят. Кажется, что уже одни сплошные дороги. А они всё строят — новые развязки, новые мосты, новые дороги. Что будет с Планетой Земля через 50-100 лет? Никакие фантасты не придумают. Как в «пятом элементе»? Мы только останемся в «девственно чистой природе».

Едем по «простым» дорогам. Рядом где-то есть и платная. Через 50 км свёрток на горный монастарь Монсерат. Поехали. Кто-то его нам рекламировал. Свернули. Серпантин 11 км в горку. Узкая дорога. Обрыв. К скалам приютились дома. Старые. Не большие, но по 5-7 этажей. Стоят одной стеной, как таунхаусы. Похоже, поддерживают друг друга. Когда один дом совсем разрушается и его сносят, то на его место вставляют здоровые горизонтальные распорки — поддерживать стены соседних домов, чтобы они не сложились внутрь как карты. За пару километров до вершины начинается сплошная парковка, забитая машинами. Мамочка говорит, что этот монастырь — очередное место паломничества. Ну, у нас, надеюсь, больших грехов нет и нам замаливать вроде нечего. Въезд для мото — 3 евро, но 30 минут бесплатно. Нам хватит. Фотографируемся. Слышна русская речь. Но в эту поездку мы впервые забыли взять русские флаги, а на наклейки «рус» и русские номера никто не обращает внимания. Ну и ладно. Всё равно — не поверят… Виды с горы грандиозные.

Едем дальше. Дальше то автобан, то узенькая двухполоска. Подъезжаем к границе с Андоррой.

Страна № 15. АНДОРРА. Территория: 191-я в мире, 468 км². Население: 91 023 чел. (194-е).

180 чел./км². ВВП — 44 623 $. Бензин 1,191 — 1,21 Евро за литр. УРА!!!

На границе очередь на выезд. Машины стоят с открытыми багажниками — шмонают. Въезд — свободный. Заезжаем. Где-то слышал, что в Андорру в год приезжают 11 млн. туристов. Своего аэропорта нет. Все едут на транспорте. Андорра — европейская барахолка. То есть — торговый центр. Странно. Стоят в горах. Все шмутки привозят из той же Европы. Продают без местных пошлин. Потом те же европейцы вывозят всё это обратно в Европу. Ну, таможенники что-то регулируют. Странно. Но у них нет своей армии, вроде только 60 полицейских. Нет президента и прочей шушеры. Отсюда и дисконты. Вдоль дороги — торговые центры. Едем по ущелью. Горы высокие. Всё в лесах. К горам примазаны домики.

Почти все дома сложены из тёмного камня. Архитектура — ни с чем не спутаешь. Какой-то «замковый» стиль.

Въезжаем в центр.

Время раннее. Решаем прогуляться по магазинам. Девчонки пошли в «Манго». Его хвалили в отчётах, но наши сказали, что — полная фигня. Мы зашли в мотомагазин. В электронику. Купили мне очередной китайский айпод — музыку слушать в мотоцикле, но оказалось, что тоже — фигня.

Мы с мамочкой поехали селиться. Это 11 км от центра на запад по тупиковой дороге. Вообще в Андорру ведут всего две дороги — одна из Испании, где мы заехали и одна — из Франции, где будем выезжать. Поселились в семейном отеле.

Ужин с 20 до 21:30. Сейчас — пустота. Можно только купить что-то в баре. Поехали обратно в центр — «изучать Андорру». Нашли местный знаменитый термальный источник. Вход — 34 евро на 3 часа. Я хотел сходить — поучиться у них строить бани. Но мамочка наотрез отказалась со мной идти. Ну и я посмотрел картинки и тоже не пошёл. Набрали в супермаркете еды на завтра. В отеле дети уже заказали еду. Мишгана провели по всей кухне и показали ему все кастрюли с едой, чтобы он выбрал. Интернет от соседнего хостела брал только в нашей комнате и только в двух углах. Дети так и стояли к нам спиной и «общались с миром». К ночи резко похолодало. Мы включили радиатор. Под окном дорога и шумит горная речка. Ущелье. Ощущение, что находишься на Алтае, но только всё цивильно, обжито и ухожено. В Андорре только 2 % земли пригодно к земледелию. И все эти клочки засажены. Даже в центре столицы в 50 метрах от термального СПА народ собирает какие-то лопухи с небольшого поля и грузит ботву в тележку.

10 августа 2011. В 11 утра чек-аут. Пришли замёрзшие дети. У них радиатора не было, и они спали под четырьмя одеялами. Похоже, ночью было около 7 градусов. Утром собрались. Завелись. Сиденье промёрзло — жёсткое, как кирпич. Все одели куртки, но солнце припекает и я поехал в майке. Смотрю — мой мотоцикл, похоже, сломался. Датчики температуры и топлива лежат на нуле. Примёрзли, что ли? Заправляемся. Датчик бензина ожил, перевернулся на максимум. Да и датчик температуры оторвался от нуля. Похоже, просто движок замёрз. Наверное, ночью было градусов 5-7. До границы 41 км. Едем медленно. Дороги узкие. Поток машин. Есть платный туннель. Мы стали забираться на перевал по серпантину. Высота — 2 400 м. Не 5 060 метров, как мы заезжали в Боливии на машине, но уши закладывает. Да и дубак. Мёрзну, но жду падения высоты и не одеваюсь. Спускаемся мимо горнолыжных подъёмников в очередной городок, состоящий из торговых центров и гостиниц. Все улицы и парковки забиты машинами. Народ тарится.

Перед границей — пробка. Обычно мы ведём себя намного скромнее, чем местные мотоциклисты, но тут и мы не выдержали и потихоньку всех обгоняем. На «французском» выезде никого не проверяют. Но это — невозможно. Не прекращающийся поток машин и мотоциклов. Все мотоциклисты приветствуют. Встречные поднимают руку или пальцы. Обгоняющие — отводят в сторону правую ногу. При редком движении это прикольно и я сам всегда машу, но здесь — это почти как в Тайланде приветствовать всех мопедистов. Много их. Но машу — отвечаю на приветствия. Думал, что горы должны кончиться, но и во Франции — до горизонта — те же горы. Одеваю куртку. Никакой, даже сибирский организм — не выдержит.

Сегодня мы ночуем около Марселя. Может «такси» увидим. Вроде он здесь Сталлоне катал 340 км в час. С расстоянием опять немного промахнулся. Ехать нам по «короткой» дороге 440 км. Это 7 часов. Вроде по платной на полтора часа меньше, но мы пока держимся. Едем по горам. Пустынный жёсткий серпантин. Кланяемся из стороны в сторону. Час за часом. Спускаемся в долины, но и там нет прямой дороги. Иногда попадаются разрушенные и отреставрированные замки. Пошли виноградники. Виноград везде. Много. Попробовали красный и зелёный. Нормальные уже. Вкусные. Правда, плоды пока маленькие. Вообще здесь Франция совсем другая. Уже больше похожа на Францию, как я её себе представлял. За 5 часов проехали 200 км. Навигатор пишет время приезда — 20:00. Но это, если не будем останавливаться, есть и заправляться. Рисует дорогу вдали от моря. Проезжаем Монтпелье. Очередной — Нотр-Дам. Каждый приличный город имеет свой. Пошли каналы. Я читал, что народ арендует баржу и катается неделю по таким каналам. Даже захотелось прокатиться. Но тут посмотрел — может, не выигрышное место попалось, но желание отпало. Мутная вода. Просто баржи едут по узкой речушке среди посаженных деревьев, как по аллее. Скучновато показалось. Движения мало. Только пьянка и спасёт.

Стали появляться автобаны. Иногда разгоняемся, но постоянные кольца тормозят. Вообще, этих колец-развязок — перебор. Но французы привыкли. Увидели одну машину, скатившуюся в обочину. Но она даже не побилась и если и поцарапалась, то — не сильно. Опять заправка по 1,6 евро за литр. И опять непонятки. Пытались заправиться на автоматической колонке. Засунули Мишину «Визу» — не берёт. Засунули мамин «Мастер кард». Тыкали — тыкали. Бензин не даёт, но что-то написала про 130 евро. Я тут же от всего отказался и карту вытащил. Но смс пришла, что деньги удачно сняты. Бензин колонка так и не дала. Может заблокировали и вернут, но как то это — не честно… Тут же подъехали французские байкеры. Дядькам под 60 лет, а гоняют на спортбайках с тётками. Поудивлялись нашим расстояниям.

Ещё случай. Едет впереди микроавтобус. С пассажирского окна высовывается девчонка. У неё в руках картонка с надписью «Привет, Россия». Позже следующая надпись — «Питер». Номера — немецкие. Тормозим. Беседуем. Парень — канадец из Берлина. Девчонка — конечно же — наша. Разбазариваем мы «достояние республики» — девчонок. А может, они — наши агенты влияния и несут русскую культуру по планете?

Дорога прикольная. По косе. Справа Средиземное море. Слева — лагуны. Проезжаем трёхэтажные парковки лодок с моторами. Все заливы забиты яхтами и лодками. Отдыхает народ. Имеет право. Хорошо поработал — хорошо отдохни. Пошли рисовые поля. Пейзаж, как в Азии, если бы не преимущество французских автомобилей. В магазине на заправке увидел этот рис — 5 евро за кг. Ешь — не хочу. Подъезжаем к нашему отелю уже в 21:00. Итого, 10 часов в пути. Многовато для полноценного отдыха. Зато есть усталость и пиво с сигарой сегодня особенно вкусные. Причём в открытом ресторане нашего отеля великолепно поёт девчонка. И под гитару и под минусовку. Весь репертуар родной — старый рок, кроме нескольких французских песен. Мы слушаем концерт с нашего балкона и при опросе добавили россиян к списку зрителей прямо с балкона. Концерт продолжался 2,5 часа. До моря меньше километра, но сил идти — уже нет. А ехать на мото — нет желания. Так что — всем — Спокойной ночи. Завтра мы живём около Сан-Ремо и проезжаем Канны, Ниццу, Монако с Монте-Карло и ещё какие-то города, в которых мы никогда не были, но они у всех на слуху.

11 августа 2011. Пишу опять с опозданием по памяти. Сегодня 350 км. Можно домчаться быстрее, но не поберегу и без «видов». Въезжаем в Марсель. Так и ждём, что должно пронестись «Такси 2», ну или хотя бы «Такси 1». Трафика почти нет. Машин немного. Или все спят или работают. Проезжаем какую-то парадную лестницу с замком на горке. На набережной порты, краны, корабли. Здесь работа — кипит. Пробираемся по набережной. КУРОРТЫ. Народ. Забираемся в горы. Серпантин. Итальянцы вдоль дорог на местах для стоянок потребляют домашнюю еду из сумок. Виноградные поля. У нас вот всегда в деревнях выращивали картошку. Потом уже у моего деда появились помидоры, огурцы, ягоды. А так — картошку и сами ели и скот кормили. А здесь тысячелетиями выращивают виноград. Так как он стоит в магазине почти 4 евро за кг и висит везде спелый, я так понимаю, что его не едят, а только делают вино. Ну его и едят…

Заезжаем в Канны. Как-то имя громкое, а что-то необычного я не увидел. Ну, чисто всё. Пальмы древние на набережной. Чисто всё, ухожено. Так здесь, похоже, столетия самые модные отдыхали. Причалы с яхтами и тут же плавают рыбины по 1 кг. Не ловят их. Ещё я придумал для всего Лазурного побережья идею, стоимостью в триллионы долларов. У них вдоль моря на десятки и сотни километров идёт железная дорога. Поэтому получается как-то коряво. Вот и нужно — эту железку или закопать вглубь, или вообще отменить. Эти километры с видом на море отдать под жильё, а на вырученные деньги катать пассажиров железки бесплатно на автобусах.

Ну да ладно — французам виднее. Доезжаем до Монако.

Страна № 16. МОНАКО. Территория: 2,02 км². Население: 32 965 чел. (209-е).

17 000 чел./км². ВВП: 27 000 $.

Тоже казалось, что должно быть грандиознее. Нагромождение высоток. Я так и не понял, где здесь может гонять «Формула 1». Я, правда, видел гонки «Формулы 3» по улицам Макао. Но здесь не понял, где можно протиснуться. На дороге появились «Ролс-Ройсы». Всякие «Феррари» и «Ламборджини» встречаются уже давно. Вот и в окне очередного «Ролс-Ройса» прямо около «Казино Монте-Карло» я увидел скучающую девочку 10 лет. Скучно ей жить.

А ведь кто-то об этом мечтает. Занять такое место и скучать… На рейде стоят дорогие больший яхты. Похоже, с них можно на надувном матраце приплыть прямо в казино и проиграть эту яхту, а остаться жить на берегу на том же матраце.

Опять вдоль моря петляем по серпантину. Виллы. Повороты. Машины. Море. Там яхты и моторные яхты. Все куда-то едут. Не быстро так. Размеренно. Солидно. Две тётки запихивали «мерседес-кабриолет» в свой махонький гаражик на обрыве, ну и, конечно, поцарапали. Смотрят. То ли расстраиваются, то ли думают, какую новую машину купить… Вот и вечер. А мы всё едем и едем и конца не видно. Ещё одна проблемка. Я заказывал кучу отелей. И вот именно сегодняшний отель в окрестностях Сан Ремо, куда-то пропал. Потерялся. Про него нет письма на мыло. Нет фотографии ни в одном фотоаппарате про «букинг». Есть название, сумма и точка ЖПС. По этой точке смотрю в навигаторе, но рядом такого отеля там нет. Не хочется по темноте селиться.

Въехали в Италию.

Страна № 17. ИТАЛИЯ. Территория: 70-я в мире, 301 230 км². Население: 60 605 053 чел. (23-е). 201.1 чел./км² (61-я). ВВП: 29 417 $. Бензин: от 1,500 до 1,666 евро за литр. Супер — 1,86.

Проехали Сан-Ремо. Очередной курорт. Таких много, но я помню его по музыкальному фестивалю. Километры уменьшаются мучительно медленно. Хочется есть. Мы за рулём уже 10 часов и проезжаем третью страну. Последний свёрток налево. Поднимаемся уже по темноте по серпантину. Сегодня должны жить в гольф-клубе, но как-то подозрительно — гольф в горах — бывает ли? Но заезжаем в долину и огромный отель. Нас ждут. Зовут в ресторан. Остальные посетители ресторана высокой кухни оглядываются. Мы все одеты не празднично, но мои штаны — они для игры в казино в Монте-Карло, а не для этого ресторана при гольф-клубе. Берём три комплекса и нам приносят 13 огромных тарелок с разными блюдами. Правда кухня «высокая» и еды на тарелках не много, но наесться получается. Вот и первый день в Италии.

12 августа. Пока я спал, мамочка выясняла про жизнь этого отеля. Отель крутой. Четыре звезды. Три бассейна. Но даже в уличном бассейне нужно заплатить 10 евро за день купания и загорания. Потом там всякие массажи и спа-процедуры от 65 евро. Но у нас — чек-аут в 11 часов. Нам сегодня всего 170 км. Едем по берегу. Италия какая-то — попроще. Менее пафосная. Деревеньки. Простые домики. Я долго искал здесь отели, но они все начинаются от 100-120 евро за номер. Вот мы и купили дорогущий отель. Сезон. Места не найти. Ну и чтобы он не простаивал без нас, мы поехали по платной дороге.

Платные дороги в Италии — это «Чудо Света». Как будто огромная змея проползла сквозь горы. Дорога идёт или по мостам над глубокими ущельями или по тоннелям сквозь горы. Чудеса. Скорость 110 — 120. Это гений инженерной мысли. За такие дороги нужно платить. За 100 км дороги выходит по 10 евро с мотоцикла. И в промежутках между тоннелями ты мчишься над долинами, домами, костёлами, полями, теплицами. Интересная дорога и быстрая. Но нам таких — не нужно. Если наши решат переименовать наши дороги в платные, а кто-то к этому подбирается, то по итальянским ценам, от Новосибирска до Москвы — дорога будет стоить — 14 000 рублей. Это в одну сторону. На один мотоцикл или машину. Не нужно нам этого. И так ходили разговоры, что по платной дороге Москва—Питер проезд будет стоить около 3 000 руб. Но благо — не поделили, кому достанется обочина и отложили стройку…

Заехали в отель. Непонятно, за что 85 евро. Правда, с балкона между домами за железной дорогой проглядываем в щель море. Может за Это? Решили поесть. Время 17:00. Всё закрыто. Откроется в 19 часов. Не положено есть. Таримся в супермаркете. Садимся на балконе. Вспоминаем Норвегию. Шампанское «Асти Мондоро», ну, слишком сладкое. Сплошная Дольче Вита, аж липнет. Ещё прикольная ситуация. Выходим из отеля. Подъезжает машина с бельгийскими номерами и перегораживает всю дорогу. Я говорю на русском: «Привет, Бельгия». Девушка молча проходит мимо. Мы разговариваем между собой. Минуты через две парень что-то буркает по-русски. Я — в шоке. Как? Откуда? Москвичи. Родственники живут в Бельгии. Они оттуда приехали на арендованной машине. Мы пять раз приглашаем их вечером в свой номер пить — есть. Но они, конечно же, не приходят. Потом и в супермаркете и в отеле слышим русскую речь. Народ из Москвы. Ещё у одних родственники живут в Австрии и они приехали сюда отдыхать. Причём молодёжь — 25-30 лет. Вот так жизнь меняется. Ну и хорошо. Правда общительность осталась только на востоке. Сюда едут самоуверенные и самодостаточные. Нужно соответствовать окружающим европейцам…

Вечером всё же смогли поесть и очередных мидий в кастрюльке. И лазанью. И даже пиццу. Правда, с пиццей я промахнулся. Заказал маринару, а она оказалась самой дешёвой и с томатной пастой. Но ничего — наверстаем. У нас на Италию восемь дней. Надоест ещё.

13 августа. Сегодня с их ценами я сильно намудрил с отелем. Отелей не было. Были какие-то спецухи по определённым дням. Вот я и заказал на сегодня отель всего в 13 км от прошлого, но обратно, в сторону Монако. Вот такие гримасы «высокого сезона». Чек-Аут в старом отеле у нас в 10:30. Заехать в новый мы сможем только в 14:00. Итого — план по пробегу на сегодня — 13 км. Вы поверили? Нет? Ну и моя семья — тоже. Утром мы выехали из отеля и поехали не на запад, в сторону нашего следующего жилья, а на восток.

Есть у меня друг — Лёха Мурман. Он — Великий Путешественник Выходного Дня (ВПВД). Нет. Он и подолгу путешествует. Но основная его фишка — поездки на выходные. Так он и в Тайланд ко мне прилетал на 1 день и 2 ночи из Москвы. Сейчас вроде в Перу собрался на 4 дня. Наверное, он любит и работать и отдыхать и, нашёл такую альтернативу. Вот он-то мне и «приказал» посетить эти итальянские деревни. Красиво говорит и Юнеско здесь любит бухать. Охраняет для себя вроде.

До деревень 60-70 км. Монтеросо аль Маре. Бонасола. Верназза. Монорола. Риомаджиоре.

Сплошной серпантин. Есть ещё одна итальянская фишка. Вдоль моря между деревеньками прокопан туннель. Он — односторонний. Поэтому ждёшь зелёного светофора и едешь по тоннелям больше 10 км. Есть график, и зелёный свет включается раз в 10 минут. Удобно и пробок нет. Но скорость всё равно — только для промотра окрестностей. На набережной — фото катастроф. Огромные волны были здесь в 1955 году и поменьше в 2008 году. Заливало прибрежные дома до третьего этажа. Итальянцы — как мы. Любят наличные. В ресторанчике сказали, что карты не принимают. Потом на заправке сказали — суйте в автомат наличку и получайте свой бензин. К трём часам дня Мишгану надоело смотреть новые деревеньки и он по скоростной дороге поехал селиться домой.

Мы проехали дальше на осмотр.

В Монороле на подъезде видим ментов, которые в каждую машину кладут листки со штрафами. Там все паркуются под знаком «остановка запрещена». Других парковок немного, и они все платные. А тут всего на всего — штраф. Мы едем как можно ближе к центру. Вообще с парковки есть платный автобус до городка. В прошлой деревне мы доехали до крайней парковки и встали около дороги. Вообще, все мотобайки в Италии — беспредельные. Они едут по встречной. По двум сплошным. Везде. Мы быстро переняли традиции. Стали ехать на очень жёлтый и даже на начало красного. Ну и Монороле мы проехали все парковки. Потом единственный въезд в город перекрыт шлагбаумами. Около них народ выходит в будку и, похоже, оплачивает въезд. Но между шлагбаумами есть щель, в которую даже мы проскользнули. Запарковались грамотно. Никому не мешаем. Смотрим город, приютившийся на скалах. Полиция зверствует. При нас догнали две машины, которые прорвались через крайний знак «движение запрещено». Но, похоже, они ехали к местным жителям и их не штрафовали. На набережной народ прыгает со скал. Высота около 10 метров. Прыгают мужики. Девчонки стоят на скале и боятся. Интересный городок. Узенькие улочки, уходящие резко вверх. Иногда под аркой моста видно море.

Сушится бельё на верёвках на роликах. На центральной улице стоят рыбацкие лодки с четырёхтактными моторчиками. Нарядные такие. Даже не похоже, что на них рыбачат. Но эти прогулки по жаре в горку — на любителя. Выползаем на стоянку.

Сюрприз. У нас в мотоцикле воткнут листок с штрафом на 115 евро. Донарушались. Ну ладно. Будем ждать этот штраф в Новосибирске. Кстати, молодцы англичане. У них куча машин с именными номерами. Например, на номере написано, что это — Вася Писькин. Или Васин псевдоним. И ни страны, ни города. Красавчики. Конечно, в базе он есть и ему штраф то дойдёт, но прикольно. Самые информативные номера я видел в Алжире. Там номер состоит из 13 цифр. Там зашифровано всё. И город, где живёт хозяин. И марка машины. И какая по номеру эта машина этой марки въехала в страну. Радость ментов. Тех, у которых есть только глаза, но нет компьютера. Я думаю, что в Англии по этим словам на номере любой полицейский в компе найдёт гораздо больше информации о владельце.

Вообще, эти петляния по серпантинам начинают надоедать. Уже побаливает правая нога, которая переключает передачи. Да и руки после 10-часового руления чёрные от резины ручек. Хотя давно уже не мараются, но жара и нагрузка. Но всё равно — красота. Обратно ехать 80 км. Навигатор показывает — ехать ещё 2 часа времени. Не верить ему — повода уже нет. От моря поднимаемся в горы на 800 метров вверх. И тут сверху — чудо инженерной итальянской мысли — автобан. Пробираемся на него. Скорость 120. Туннели длиннее, чем мосты. Едем внутри скал. Слева далеко внизу пролетают городки и деревеньки, по которым мы ехали весь сегодняшний день. За 30 км дороги берут 3,6 евро. Но быстро. Получилось за день 170 км за 8 часов.

Подъезжаем к дому. Мишкиной «Африки Твин» — не видно. Разворачиваемся. Какой-то дядька машет нам рукой и зовёт парковаться во внутренний двор виллы. Вот и «Африка» здесь. Мы забронировали номер на четырех человек за 130 евро. Нам выдают две комнаты с двумя туалетами. Антикварная мебель. Рамы зеркал и стульев — дворцовая бронза. Мама говорит, что это — стиль Биденмайер. Ей виднее. Богатый холл и там уже накрывают нам завтрак. Редкость. Он на завтра — включен в стоимость. Дети ждут нас дома. Они пошли на местный пляж, но он оказался частным и их не пустили. Сбоку был пляж 10 метров с галькой, полный народа. Туда они не решились сунуться. Так и остаёмся мы слабо покупанными в Средиземном море.

Вечером прогулка по пешеходным улицам центра. Ужин. Итальянская еда. Музыка «Пинк Флоид», исполняемая вживую, жаль, не оригинальная. Во всех каналах и бухтах запаркованы моторные лодки и яхты. Очередной развод. Просто — положено иметь. Ездят 1-2 процента. А платят ежедневно. Ситуация знакомая, но реклама работает — хочешь, чтобы другие считали тебя зажиточным и успешным — должен иметь «джентельменский набор». И не волнует — нужно ли тебе лично всё это. Прорекламированная традиция и пропаганда.

Завтра ночуем во Флоренции. На берегу места по адекватной цене не нашёл, а здесь — суперскидки. Ну и наконец-то заедем в Пизу. Посмотрим на пизанскую башню. А то во Флоренции уже были пару раз, а в Пизе — ни разу. Не был в Пизе — вот и молчи…

14 августа. Утром сомнений нет. По горам нужно ехать только по платной дороге. Пролетаем по ней 70 км. 15 евро за 2 мото. Вроде горы закончились. Можно съезжать на простую трассу. В городках старые крепости со стенами. К ним прилепились дома. Подъезжаем к Пизе. Навигатор приводит прямо на центральную площадь. Там вроде есть знаки, что движение запрещено и куча надписей, но мы плохо читаем на итальянском. Туристы фотографируются и поддерживают башню. Она на самом деле падающая.

Дети втарились сувенирами. Попетляли по старому городу и поехали в сторону Флоренции.

Въезжаем в город. Воскресенье. Народа совсем мало. Навигатор ведёт нас внутрь крепостной стены в старый город. На въезде знак Въезд запрещён и куча надписей. Но светофор горит зелёным и вроде доступ иногородним разрешён. Нас пугали, что за заезд в центры больших городов, включая Рим, даже на арендованной машине — присылают штраф от 100 евро. Но мы штрафов не сильно боимся. Но и беспредельно нарушать не готовы. В отеле бабушка говорит только на итальянском. Это город-музей, где живут одни иностранцы. Но — пусть все учат итальянский. Отлично запарковались в переулке рядом с другими мопедами. Но бабуля застращала нас, и мы поехали искать парковку. Парковки странные. Людей нет. Охраны нет. Всё настроено, чтобы взять деньги, но за что, не очень понятно. Запарковались в 300 метрах от отеля прямо у ворот в старый город. Парковка для машин платная — 2 евро в час, а для мото — свободно. Всё закрыли и пошли в отель. Дети умные — решили полежать дома пару часов. Я «рвался в бой». И мы в самую жару пошли на мост, к статуе Давида, к галерее.

За два часа я вымотался. Тут и дети звонят — готовы идти к кафедралу Санта-Мария-де-Фиоре. Мишган играл в какую-то игру в этом храме на компьютере и всю планировку здесь знает. Я — пас. Мамочка пошла с детьми.

Я пожил дома. Дети зазывали меня смс ужинать, но я не собрался. Уже почти ночью решил посмотреть, как чувствуют себя наши мото. Всё отлично. Стоят. Хотя тоже многие пугали возможными проблемами в Италии. На обратном пути решил купить воды в мелком супермаркете у пакистанцев. Но у меня только бумажка 50 евро. И тут слышу гвалт. Моя семейка идёт смотреть мото и зашли в маркет. Да ещё и купили мне пиццу на вынос. Но пицца — как пицца. Фигня, короче. Но в Италии нужно есть итальянскую еду. Итальянцы — жадины. Помню, 15 лет назад они брали 10% комиссию за обмен долларов на лиры. Сейчас стало ещё хуже. Комиссий таких не бывает — это грабёж. Ну да им же нелегко здесь жить. Нужно как то вертеться...

15 августа 2011. Утром дождик. Тучки. Но — тепло. На выезде пытаются приписать 10 евро, кредитки не берут. Красавчики — итальянцы. Нал и только нал. Мотоциклы в полном порядке. Стоят. Ждут. Хотели напоследок покататься по старому городу, но не понятно — можно ли? Поставили самую короткую дорогу до Рима. Пишет, что 330 км мы проедем за 5,5 часов. Выскочили на автобан. Скорость 90, но многие едут 120. Потом навигатор просит съехать. Умный в гору не пойдёт — умный гору обойдёт. Это — не про нас. Мы по серпантину пошли в гору. Машин почти нет. Деревеньки редкие. Красота. Время позволяет. Погода хорошая. Виноград спелый кругом, но мы сдерживаемся. Потерпим до магазина — по 3-4 евро за кг будет и там…

Пошёл дождик. Не холодно, но решили переждать на заправке. Туда же приезжают три итальянских мотобайка. У одного проблема. У «Дукати» оторвалась трубка от радиатора. Он снимает пластик и начинает чинить. Пассажирка одного из мотоциклов — женщина под 60 лет, начинает изучать наши карты и пересказывать другим. Она — итальянский полиглот — знает десять слов по-английски. Потом они выпросили единственный инструмент, который у меня есть — плоскогубцы. Правда, впихнуть трубку на место смог ему только я и этими же плоскогубцами. Потом мы укрепили всю его конструкцию двумя хомутами — кабельбиндерами из моего запаса. Я оторвал ещё кусок армированного скотча, но мы не придумали, куда прилепить его к «Дукати». А вообще почти всё можно починить хомутами и скотчем. Запоминайте. На радостях мы выпросили у итальянских байкеров ключ на 24. За 13000 км от Москвы Мишгановская цепь сильно растянулась. Мы давно её хотели подтянуть, но руки не доходили. Тут мы её натянули и как всегда — немного переборщили. Но ничего — подрастянется в пути. Проверили масло. Грязноватое, но, главное, есть. Так что очередной техосмотр прошёл удачно. Попрощались. Пошли дальше.

Въезжаем в городок Сиена. Крепостная стена. Туристические автобусы. Повезло Италии, что в войне они остались сбоку и всё это не разбомбили. Сегодня понедельник, но происходит что-то совершенно странное. ЛЮДЕЙ НЕТ. Нигде. Ни в городках. Ни на заправках. Закрыты все магазины и супермаркеты. Мы давно едем и поняли, что сегодня в Италии какой-то праздник. Похоже — великий. Так и оказалось. 16 августа какие–то скачки на лошадях, которые проводят уже 800 лет. Ну и перед этим долго не работают — готовятся. Ещё на 14 и 15 — какие-то христианские праздники. Нам ещё в Африке везло. Мы приезжали в столицы разных стран в выходные, не подгадывая. Здесь опять повезло. Мы приехали в понедельник, но они сделали для нас выходные. Но вообще-то — это страшновато.

Заезжаем в Рим. Едем по четырехполосной трассе. Абсолютно одни. Никого вокруг. Ни одной машины. На редких заправках на стуле на обочине сидят представители разных арабских стран. Караулят заправки. И больше — никого. Редкие машины стали попадаться ближе к центру города. Петляем. Попадаются знаки «движение запрещено» и целый плакат, кому всё это предназначено. На скорости прочитать не получается. Есть две отмазки: 1. Сегодня праздник. Людей нет. Приезжим — индульгенция. 2. Мотоциклисты — Люди. С них не берут за парковку и заодно разрешают нарушать глупые, никчёмные знаки. Ну и есть третий выход. Да — мы — неграмотные медведи из Сибири. Нарушили ваши правила. Вы хотите поиметь с нас за это денег? Ну, так шлите нам свои «письма счастья» в Новосибирск. Вот с этими лозунгами, включенными светодиодами и музыкой, за два дня мы проехали под 10-15 таких знаков. Написано, что «проверено электроникой». То есть — снимают на камеру. Так что будем ждать результата. Самое страшное, чего бояться мои «испанские» друзья — внесут в чёрный список по Шенгену. Для них это — смерть. Для меня — это определённая цель. Вдруг меня кто-то уговорит, и я опять соберусь в Европу. А так — красота — типа — идите куда хотите, а я лично — в Европу — не въездной. И все вопросы снялись. Правда, сильно жалко Польшу, Чехию и Грецию. Вот это — по настоящему «приличные Европейские страны». Лишаться въезда в них — я пока — не готов.

Проезжаем сплошной Рим. Потрёпанные арки. Дворцы. Замки. Просто дома, не похожие на наши хрущёвки и девятиэтажки. Навигатор теперь зовут — КАТЯ. Катя блажит. Налево. Направо. Туда едь, а там перекопано, или висит — въезд запрещён. Но она настырная — налево, налево, налево, и ещё раз — туда же. Тут нужно не слушать Катю и ехать в сторону — потом она придумает новый путь. Подъезжаем к отелю. Опять что-то пафосное. «Бэст Вэстэрн Президент» — 4 звезды. Я не виноват, что они в 800 м от Колизея, у них бесплатный интернет и завтрак. В Европе — это дорогого стоит. Правда, парковку предлагали по 30 евро в день, но нам сказали — поставьте свои мопеды на другой стороне дороги у синей линии. Типа — бесплатно. Ну и отель был по скидкам. Один номер 49 евро, ну а на другой скидок не хватило и он — по полной — 99. Может, нужно было попробовать заказать один, а потом появилось бы предложение со скидками и на второй. Но — задним умом легко жить. А ты успей затормозить перед грузовиком на серпантине, когда он показал левый поворот и ушёл вправо. Ты честно думаешь, что это — хороший человек и он тебя — пропускает. И тут эта редиска — сворачивает влево на тропинку в кустах. Так что задний ум — хорошо, но перестраховываться нужно. Ну, или, хотя бы, тормозить.

Простите, заговорился. Пишу, как всегда с опозданием. Вернулись с пешеходной прогулки к Колизею. Но это — стоп. Рано рассказывать, что мы до сих пор живы-здоровы. Что всё — зае…ок.

Поселились. Полежали. Собрались с мыслями. Всё! Вперёд на покорение Рима! Выходим. Заводим мото. Музыка. Едем медленно и печально. Вот справа — римский Форум. Развалины. Поворачиваем направо. Выезжаем на площадь у «печатной машинки» — Здоровая мраморная фигня, посвящённая Виктору — Иммануилу. Хотел написать — Ипполиту. Ну да — ладно. Тормозим посреди площади. Пытаемся фотографироваться.

Кругом только таксисты. Похоже — это опять «платная зона». Или праздники? Вообще мы пробираемся к Ватикану. Нужно посмотреть на эту ВЕЛИКУЮ СТРАНУ. Какие-то мы активные были 15 лет назад. Пару раз в те времена сюда заезжали. Многое помним. Итак:

Страна № 18. ВАТИКАН: Территория: 232-я в мире 0,44 км². Население: 829 чел.

(226-е). 1884 чел./км². ВВП: скромно не указали.

Запарковались там же, где и 15 лет назад с Павликом (он сейчас не с нами. Жаль). Правда, тогда мы были на длинном фургоне и еле впихнулись на парковку. Сейчас же — в 50 метрах от площади Ватикана — куча свободных парковок для мото. Или опять нам повезло с праздниками? Весь народ пьёт воду из «римского водопровода». Это краны по всему городу. Вода течёт круглосуточно. В мраморных плитах она промыла за сотни лет промоины в мраморе. И по-прежнему питьевая. Но вы можете купить в магазине по 2 евро — полторашку «нормальной» воды. Вообще, описать этот вечер сложно. Мы гоняли по городу. Нарушали кучу правил и ехали везде, где не было плотных бетонных заграждений. Народ из машин махал нам и говорил — «Белиссимо». Мы приезжали всё на новые площади. Мы посмотрели почти все памятники, обозначенные на камне. Ночью приехали в отель. Заехали по дороге в маркет к арабам за фруктами, водой и пивом. Запарковались. Всё. День закончился. Рим — у наших шин. Жизнь — удалась.

16 августа. Утром вставать не охота, но нужно. Завтрак. Это в Африке и в Южной Америке я легко просыпал завтрак, считая, что лучше утренний сон, чем утренний завтрак. Но в Европе — это — «реальный заработок». Даже если у тебя сломана нога — ты должен идти на завтрак. Вообще, тебя кормят той же ерундой, что и во всём мире. Но в мире ты можешь заехать в маркет, набрать фруктов, морковки, сыра, колбасы, хлеба и перекусить. Здесь — любая еда — - — короче, завтрак пропускать нельзя. Ну — не охота. Значит — не нужно. У нас оплачено 2 ночи в Риме. В 11 утра сменился код доступа к интернету. Но Мишган его шустро добыл. Хочу рассказать про новое, что я здесь увидел.

Телевизор. Лсд или плазма — не разбираю. Около него лежит беспроводная клавиатура. И он зазывает попользоваться его «услугами». 10 евро за 2 часа любой фильм. Меню есть на русском, правда, фильмов на русском пока нет. Всякое порно по 12 евро. Есть ещё интернет и куча «комплексных» предложений. Еле нашёл бесплатное телевидение. Причём простой видеовход так и не смог включить. То ли высшего электронного образования не хватает, то ли простые функции срезали в пользу «платных дорог».

Утро убил на пересылку фото. За окном настоящий Рим, а я, как дурак, тыкаю в интернет. Нашёл себе оправдание. Сохраню писанину для внуков. Пусть почитают про деда Сашу Глазкова. Может им через 20 лет и цифры будут интересны, как мы жили… Утро началось в 13 часов. Оксана ещё приболела. Раз уж нам повезло и праздники продолжаются, мы решили и дальше ехать на мото. Опять едем. Кругом — Великий Рим.

Великая Римская Империя. Машин побольше, но — не сильно. Опять ограничение проезда.

Опять наше бездумное движение без ограничений — типа, куда хочу, туда и еду. Многие улицы уже знакомы. На некоторые площади мы уже выезжаем с другой стороны. Движемся опять в Ватикан. Паркуемся там же. Стоим в вечной очереди. Меньше, чем на Эйфелеву башню. На полчасика. Да ещё и вход — бесплатный. Только дрес код. Плечи, колени — должны быть закрыты. Китайский гид орёт на всю площадь. «Руководит» своими. Параллельно отгоняет европейских халявщиков от очереди. Вообще китайцо-японцев много.

Писать про Собор Святого Петра сложно. Не хочется затронуть чью-то веру. Но присутствует определённая коммерческая мелочность при определённом глобальном коммерческом богатстве. Ватикан неплохо доказывает, что денег — много — не бывает. Пусть их будет триллионы, а лишний миллиончик — лишним — не будет. Так и простые люди. Вот накоплю сколько-то нулей и всё — я самый счастливый и всего добился и, наконец-то, буду жить в своё удовольствие. А приближаешься к этим мечтательным нулям и, добавляешь один или два нолика. А это — опять годы работы. Годы жизни. И ведь когда ты опять приблизишься к цели, опять захочется добавить ноликов. Вот так и начинается «белка в колесе». Есть, правда, выход. Снизить личные потребности и расходы. Но это только, если ты уверен в себе, и ещё не погряз в моральных обязательствах перед людьми, которые играют в ту же игру с добавлением ноликов и мнением которых ты, думаешь, что дорожишь. Ладно. Опять заговорился. Я тут пытался людей «на пенсию» уговаривать. Вовремя одумался — кто работать будет. Власть пока только разрушает. Если ещё и коммерсанты перестанут производить — вообще крах… Ещё раз одумался. Власть у нас — самая лучшая. Она не разрушает. Она — производит. Но настолько малоэффективно. Но зато — сама развивается. И вширь и вглубь и количественно.

Вернёмся в Ватикан. Удивили чёрные охранники. Причём на бирке у него стоит вместо имени — номер. Они отгоняют полуголых людей от входа и сидящих поднимают на ноги. Завёл семью в местный музей подарков Папам. Мои купили аудиогид и зависли. Я бродил по собору. Грустил. Люблю движение. Стоишь — умираешь. Никакой поток новой информации не спасает. Вообще — ненавижу ждать. Ничего и никого. Лучше буду кругами ездить. В ресторане, чем ждать официанта, лучше погуляю вокруг и вернусь, когда уже всё налито и кое-что — принесено. Была цель — подняться на купол Собора. 5 евро пешком и 7 — полдороги — на лифте. Пешком — около 500 ступенек. Но такого разнообразия ступенек Вы нигде не найдёте. Широкие наклонные. Простые круговые. Среди наклонённых стен купола.

Зигзагообразные мостики. И, наконец, винтовая лестница шириной 50 см. Зато смотришь на храм изнутри с самого купола, а потом, с верха этого купола уже на весь Рим.

Проехали мы все улицы по всему центру. Везде есть, где запарковаться. Везде туристы.

К вечеру поехали домой отлежаться — передохнуть. Совсем стемнело. Выдвинулись в сторону Колизея. Оказалось, что до него — метров 800 по прямой и от нашего отеля его можно попытаться разглядеть.

Проскочили одну кафешку, и тут жизнь подвымерла. Ну не любят итальянцы работать. На заправках автоматы. Минимаркеты — набор автоматов по выдаче воды, пива, сигарет, снеков, печенюшек. Никого не заставить работать.

Подходим к Коллизею. В ряд четыре ресторанчика. Садимся за столик. Оглядываемся. Часть посетителей — откровенные педики. Ну и официант из их числа. Посидели минут 5-10. Подзываем официанты. Не подходит. Пошли дальше. Где-то дороговато показалось, где-то супа нет. Из супов здесь только вегетарианский — из давленных помидор. Разброс цен — от 8 до 10 евро за порцию. Ешь — не хочу. Вроде ещё бывает с морепродуктами, но подороже и реже встречается. Возвращаемся в педиковский ресторан. Он — крайний к Колизею и цены получше. Как раз с нашего столика официант убирает старую скатерть и посуду. Мы спрашиваем — можно садиться? Садимся. Ждём ещё 5 минут. Вообще нужно было бы его щёлкнуть по лбу. Но это — зажравшаяся Европа. Здесь пидары — уважаемые люди. Тьфу. Встали мы и пошли дальше. Поели в ресторане с официантом, говорящим по-русски. Вокруг русские — несколько столиков. Предлагать начинают сразу самые дорогие блюда и вина по 250 евро за бутылку. Надоедать начинает Италия.

17 августа. Утром едем в Римини. 300 км. Опять — двадцать пять. Долины. Горы. Виноградники. Ближе к курорту появляется небольшой трафик и народ. Удивило побережье. Прямо вдоль моря идёт железная дорога. Потом простая дорога, с двух сторон на десятки километров заставлена машинами. Потом все эти пассажиры стекаются в туннели, которые дают доступ к морю раз в несколько километров. Короче, уродство полное. Но — народ, похоже привычный. Паркуется. Бредёт. Купается. Едем долго. Знаем, что у нас апартаменты на море с кухней. Заезжаем в супермаркет. Набираем баранины, салатов, куриных шей, картошки. Большой супермаркет, но, похоже, у них какая-то новая вера. Нет никаких морепродуктов. Ни свежих, ни заморозки. Ну да ладно. Заезжаем в домик. Отличное место. Спальня. Большая кухня с окном и раскладным диваном для Мишгана. Огромный балкон. Под балконом бассейн. Баранина в кальвадосе получилась великолепно. Но пока доваривали суп — начался закат. Купаться в море — не охота. Купнулись в бассейне.

Уже по темноте пошли гулять. Познакомились с нашими туристами на мысу с великолепным закатом. Поиграли в автоматы, в которые мы играли ещё 15 лет назад. Очень азартная штука. Бросаешь жетоны. Они сдвигаются в кучки и иногда выпадывают. Конечно, проигрываешь всегда, но задорно.

18 августа. Сегодня до Венеции напрямую всего 200 км. Но вначале едем в Сан-Марино.

Страна № 19. САН-МАРИНО: Территория: 191-я в мире, 61 км?. Население: 31 716 чел. (209-е). 519,9 чел./км?. ВВП: 44 605 $. Бензин намного дешевле, чем в Италии.

Пару раз здесь были. Давно. Но воспоминания есть. Жарко. 35 и выше. Мочим майки водой и потом минут 20 едешь в холодке. Можно потом на ходу из бутылки лить на майку воду, но можно залить деньги и видеокамеру в кармане. Нашёл на заправке хромированные буквы — наклейки. Написал на заднем чемодане — GLAZKOV.

Подкачали Мишке заднее колесо.

Едем в Венецию. Как всегда избегаем платных дорог. Иногда едем по совершенно пустым деревенькам. Жара. Все попрятались. Останавливаемся в супермаркетах. Подкупаем еды, холодной воды, фруктов. Выезжаем на дамбу. Справа вдали показалась Венеция. Мы были там два раза около 15 лет назад, и оба раза шёл сильный дождь, и было прохладно. Сегодня с погодой повезло и даже с перебором. Есть парковка за 15 км от Венеции и потом добираешься на скоростном катере. Мы же выехали на мост и проехали на сам остров. Есть места, где некоторые бросают мотобайки, но с ночёвкой мы не рискнули. Многоэтажные парковки. 1 мотоцикл на сутки — 15 евро. Машина — 30. Здесь даже не стоят автоматы, а на каждом этаже по живому итальянцу. Прикинул, что месячная выручка одной такой парковки — под миллион евро. Вот и стараются.

Навигатор показывает, что до нашего отеля 600 метров. Переоделись в мотоциклах. Вещей взяли по минимуму, но всё равно — нелегко, с непривычки. Каналы. Мосты. Церкви. Дома. Улочки. Тупики. Находим свой адрес. Тётка говорит, что 100 евро, которые с нас давно списали — это только блокировка. Просит денег ещё раз. Карточка не срабатывает. Наличных у нас мало и жалко. Соглашается на какую-то подпись, типа, и старые деньги пойдут. Всё с какой-то придурью.

Потом оказывается, что наш номер в 1 км от офиса. Дают план. Через 2 больших канала. Бредём. Жара. Пекло. Клянём хитропопых итальянцев. Находим в переулке дверь 1880. Открываем. Красота. Опять спальня с большой кроватью и одной раскладной и кухня. Одних окон 3 штуки. Всё красиво. Деревянные балки на потолке. Шторы. Картины. Старинный шкаф. Прощаем тётю за наш лишний пробег. В жару не суёмся. Пережидаем до начала темноты и идём в город. В солнечную погоду Венеция повеселей. Вообще, это умирающий город. За 40 лет население сократилось в 2 раза, до 70 000 человек. Плюс — он погружается в воду.

Богатые европейцы скупают здесь квартиры. Живут очень редко. Не ремонтируют. Но зато цену разогнали до 15 000 евро за кв. метр. Понравилось, что не видно кондиционеров. Похоже, заставляют прятать блоки, и правильно. Гондолы и гондольеры — красавчики.

Куча катеров. Куча туристов. Но бывают и совсем безлюдные улицы. Периодически слышна русская речь. Уже около дома встречаем Романа из Владимира. Он, с тремя девчонками едет на машине уже две недели. Но они торопились дальше, и не получилось обсудить жизнь.

19 августа. В 10 — выезд. Нужно куда-то выставить мусор, а то пугают каким-то штрафом в 100 евро. Выходим в пекло. +40. Совсем не весело. Ещё на мотоцикле, да с мокрой рубашкой ничего, а пешком и с сумочками — смерть.

Цель на сегодня — Милан. Просто — он по пути. Никакие тряпки нам не нужны. Не наше это. Нам есть чем выделиться в обществе и без именных шмоток. Особенно мне. Но там был скидочный отель — по 40 евро 3 звезды. Вот лежу в этом номере и кляну итальянский сервис. Кондиционер не работает. Окна закручены и не открываются. Вода в минибаре — 2,6 евра за пол-литра. На улице ночью + 30-32. В инструкциях целая страница, чего посетители не должны делать. Несут «культуру» в массы.

Отлежались и побрели в центр. Здесь нет развлекательных рекламок. Все рекламки — шопинг по фабрикам и магазинам. Большие размеры. Скидки. Ну а что им делать? Моря нет. Гор нет. Памятников, как в Риме — маловато. Миланский готический собор. Ещё случайно увидели афиши оперы Ла Скала. Оказалось, что мы идём мимо колонн и входа в оперу. Вообще, вначале мы попали в «мёртвый город». Никого. Всё закрыто. Уже начали сравнивать с Африкой, но увидели жизнь. Перекусили в «МакДональдсе». Это оказался один из немногих возможных вариантов ужина. Там я выбрал шаверму по мак Дональдски, но и она — сухая, без травы и специй. Ещё попробовал Чизбургер за 1 евро. С большого голода — нормально, но как еда — не очень. Витрины дорогих магазинов. Редкие ресторанчики. Еле нашли ларёк с водой по 1 евро 0,5 л. В супермаркете — 0,1, но мы не ожидали такой жары и не втарились.

Это уже девятая ночь в Италии. Италия начинает надоедать. К итальянской еде я всегда был равнодушен, и любовь к ней у меня не появилась и сейчас. Дороги здесь — самые разбитые во всей Европе. Конечно, таких огромных ям, как у нас — не встречал, но и стыки, и переднюю подвеску не раз пробивал. Народ местный — и не Европа вроде. По-другому ездят. Нарушают все. На знак 30 — едут 60-80 и кто-то ещё сигналит — обгоняет. На 90 — проносятся 150. Это машины. Мотоциклы вообще живут своей жизнью. Им вообще законы не писаны. Едешь, сколько можешь. На серпантине прут так, что страшновато за них. Обгоняют везде. Плевать на знаки. На одну и две полосы. По встречке. Я боюсь, тоже у них «лучшее» перенял. В Швейцарии и Австрии полицейские мне такого поведения не простят.

Но зато на юге Европы мотоциклисты в большинстве ездят в шортах, майках. Из защиты — только шлем. Попадаются «туристы» и в куртках и штанах с защитой, но большинство — разгильдяи. Но за всю дорогу не встретил ни одной аварии. Найти бы статистику по авариям у нас и по Европе. Интересно сравнить.

Пока прорывались опять на запад, я решил проехать по «красивой» дороге. Наши туристы посоветовали посмотреть в инете 20 самых красивых дорог Европы. Вот № 7 и была около озера Гарда. Часть этой дороги мы и попытались найти. Это стоило нам лишних 50 км и часа полтора времени. Серпантин. Горы. Скорость в среднем — 40. Но зато в горах попрохладней — жить веселее. Озеро красивое. Всё в парусах кайтеров, виндсерфингов и яхт. Дорога прямо вдоль берега по тоннелям вдоль скал.

Симпатично, но не — самая красивая. 350 км ехали 7 часов. Тяжко. Въехали в Милан. Опять — машин — кот наплакал. Парковки для мотоциклов все пустые. Считаем — точно — праздник — пятница. Молодцы итальянцы. Умеют отдыхать. Но в такой жаре работать и невозможно. Интернет опять по 6 евро в час. Брать не стали. Переживём без новостей. Завтра — едем во Францию. Живём опять по скидкам, немного не доезжая Женевы. И завтра будет Самая Красивая дорога Европы — № 1 — дорога Джузеппе Гарибальди. SS 583 от городка Лекко до Белладжио вдоль озера Комо. Хоть это нам и крюк на сотню километров, но мы должны её проехать...

20 августа. Утром решили разделиться. Точка места следующей ночёвки известно. Где- то во Франции, но доезжая 30 км до Женевы. А это — уже Швейцария. Наша с мамочкой цель — кроме того, чтобы доехать до отеля — метнуться на север от Милана в сторону озера Комо. Посмотреть самую красивую дорогу Европы по версии журнала «Форбс». Ну мы и «метнулись». Получились больше 4 часов времени и 140 км. Подъехав к этой красивой дороге я торжественно вручил Маме видеокамеру и сказал — Снимай!

И тут же мы въезжаем в два тоннеля по 2 км каждый. Потом идёт узкая извилистая дорога вдоль озера. Справа — озеро — слева — горы. Плюс — куча отелей. Яхты. Купающиеся. Рыбаки. Дорога красивая, но когда ждёшь шедевр — обламываешься. Потом сдохла зарядка навигатора и мы вспомнили, как ездили раньше — по карте. Но уже привыкли к нашей «Кате» и тут же полезли в не нужный нам серпантин. Ещё крюк в 10 км. А вообще, в душе я — счетовод и математик. Я люблю оперировать цифрами. А как описать красоту цифрами? Площадь озера. Высота над уровнем моря. Озеро расположено как широко расставленные ноги. Мы едем по внутренней стороне. Рекламировалась правая, восточная сторона «Бедра». Нам больше понравилась левая часть. Как всегда. Тянет налево. Тут дорога идёт повыше и виды лучше и на озеро, и на деревеньки на нашем и другом берегах.

Дорога ведёт обратно к Милану. Засветло не успеваем. Нужно ехать по «платным» дорогам. Вначале пару раз берут наличными по 2,6 евро. Потом выдают карточку. На выезде — расплатишься. Но не я один не люблю эти дороги. Сверху кто-то распорядился и через 40 км ветром у мамочки вырывает карточку из рук. Всё — как всегда. Мы опять — нарушителя и «вне закона».

Начинаю присматриваться — где можно соскочить с дороги «на халяву». Нет. Здесь жёстко. Можно бросить мото и перелезть через забор. Как-то слишком просто и затратно. В первый же выезд съезжаю с платной дороги. Выезд. 5 выездов. Подъезжаю. Ни одной живой души. Одни бездумные автоматы. Шлагбаум не объехать. Что делать? Потом уже вспомнил, что есть кнопка «информация» и можно было попытаться объясниться.

Но пофигизм побеждает. Есть проблема. Мы без документов заперты на «вражеской территории». Что делать? Правильно. Прорываться. Разбираться будем потом. Отталкиваюсь ногами и еду назад от пустой будки. За мной наблюдает ещё один «пассажир» на машине. Тоже не решается ехать в наши ворота. Может решил, что там сломано, или такой же лох, как мы.

Мимо проезжает авто через автоматический выезд. Прямо на скорости ему открывается шлагбаум и он пролетает мимо. Мы думаем, может и нам попробовать. Но наш лох — сосед уже едет в этот выезд. Ни фига. Шлагбаум автоматически не открывается. Значит, и у нас бы не получилось. Вернуться на трассу нельзя. Там длинная односторонняя дорога. Тут «сосед» едет в «ручной» выезд. Оказывается, он — не такой лох, как мы. У него есть и карточка и деньги.

Мы пристраиваемся сзади. Шлагбаум открывается. Мы едем прямо за «соседом»". Надеемся, что шлакбаум не сильно шустрый и не сбросит Светочку с мото при закрывании. Да. Наверняка нас сфотографировали. Почти наверняка, что оштрафовали. Да. Мы — виноваты. Но мы — колхозники и «медведи"». Мы пошли своим путём, который показался мне простейшим. Может, они списывают мелких редких нарушителей? Или мы стали уже злостными нарушителями Италии и нас сюда больше не пустят? Ну и не надо. Будем «мучаться в Тайланде». Там же они нам не запретят жить?

Справа начинаются горы. Как бы мы не тянули резину — нам всё равно ехать в горы. В 16:20 приходит смс от Мишгана, что они в отеле. Есть кухня и неплохо бы нам купить еды для готовки. Но нам ехать ещё 170 км. Оказывается, что это по «платной» дороге. По бесплатной все 280 и на 2 часа дольше. Едем. В какой-то деревеньке начинается ремонт платной дороги. Стоят полицейские и регулируют. Мы петляем, но понимаем — нам одна дорога — в длинную пробку перед длинным туннелем. Его — не объехать. На табло написано, что ближайшие 600 метров мы будем ехать 30 минут.

Пытаемся ускорить. Едем то по обочинам, то по встречной, то между машинами посередине полосы. Едем быстрее остальных, но не быстро. Упираемся в будки с шлагбаумами. Опа-на. Франция. Опять. Уже третий раз за эту поездку. Французы — в своём репертуаре. Тунель всего 11 600 метров, но они напридумывали таких сложностей. Проезд мото стоит почти 25 евро. Машины — 37. Грузовики — больше 100. Скорость 70 км в час. Дистанция — 150 метров. Шлагбаумы выпускают с задержкой. Фуры собирают в группы и сопровождают спереди и сзади. Какие-то сверхсложности. Я вспомнил про туннель, в котором был взрыв и куча жертв. Может, это он и был? Тогда понятны их перестраховки.

Кстати, над туннелем здоровая снежная вершина и огромный ледник. Лёд, правда, грязный. Уже проехав туннель, я понял, что он проходит под горой Монблан. А она какая-то — самая большая где-то. Я понимаю, что абсолютно не знаю географии центральной Европы. Мне это никогда не было нужно. Появляются знакомые названия, но куда, откуда, где? — не ясно. Едем через деревеньки. До Женевы остаётся 30 км. Нам — направо. Заезжаем в «Кэрифур». Покупаем картошки. Свинины. Будем делать жарёху. Есть греческие салаты — тсадзыки и какой-то с перцами. Ещё берём банку хумуса. Это уже сирийско-арабское. Заезжаем в отель. Оказывается, дети тоже накупили картошки и колбасок. Собрались делать «толчёнку». Ужин отличный, но опять — перебор по количеству. Маловато народу.

Столько мыслей было сегодня. Сегодня всю поездку считал постройку «гостевого дома» в Тайланде. Отдельные небольшие виллочки вокруг общего круглого бассейна в центре. Почти всё продумал. Была бы удачная и недорогая земля — можно было бы строить.

Кстати, на завтра у нас первая непонятная ночёвка. Натали с Испании — знаток этих мест, подсказала, что здесь мы без проблем снимем жильё. Послезавтра мы ночуем в Мюнхене. Сейчас начинаю смотреть расстояния — что-то я опять промахнулся. До Лихтенштейна 400 км. До Мюнхена напрямую — 800. А ещё хотелось в Женеву и Берн заехать. Опять же говорят, что Зальцбург и Инсбрук стоят заезда. Завтра — или много ехать, или что-то выбрасывать из программы этой поездки. Нужно же что-то оставить на случай, если нас не лишат «волшебного» Шенгена. Посмотрим. Отчитаюсь...

21 августа. Выезд в 10 утра. Цивильная Европа заранее вычищает помещения для последующей уборки. Я всё больше удивляюсь фразе — «Да, это не европейский сервис». Пока из европейского сервиса я нахожу одни проблемы. Банкомат нужно искать 50 км. Магазины никогда не работают. То выходные у них, то праздники. То конец лета и работать не охота. Даже мелочи — нет пива и воды в холодильнике в супермаркете. Встречал в большом супермаркете. Пиво стоит 1 евро, а то же пиво из холодильника — 2,5. Да и вообще. Европа и Азия — два разных мира. Я понимаю, что разным людям нравится разное, но я лично никогда не пойму любителей Европы.

Утром доедаем мясо и часть картошки. Яйца варим в дорогу. Навигатор глючит. Дорогу посчитать не может. До Лихтенштейна считает то 700, то 550, то 400 км, то вообще клинит. Перебираем маршруты. Хоть и не очень по пути решаем заехать в Женеву.

Страна № 20. ШВЕЙЦАРИЯ: Территория: 132-я в мире 41 284 км². Население: 7 700 200 чел. (95-е). 181,4 чел./км². ВВП: более 60 тыс $. Бензин 1,7 франка за литр. Валюта швейцарский франк. Курс 1,08 франка = 1 евро.

Здесь первая страна на моей дороге, где нужно покупать виньетки для езды по платным дорогам. МОТОЦИКЛИСТАМ — ВИНЬЕТКА НУЖНА. Стоит вроде 40 франков. Действует 14 месяцев. Не знал. Не покупал. Старался не ездить.

Спокойный город. Простенький, но видно, что спокойствие и уверенность глобальные. Даже в войну они остались в стороне и только нажились...

Единственно, что дома какие-то серые и кажется, что пыльные. Правда, здесь и так — сплошная стройка. В Испании говорят, что дома стали скупать швейцарцы. У них с последними кризисами местный франк так укрепился, что им теперь всё дёшево. Сейчас франк чуть дешевле евро, а раньше мне казалось, за 1 евро давали 3 франка. На этих франках я и прокололся. Помню про Швейцарию самое главное. Сыр, шоколад, банки и часы. Проехали весь город пока увидели один банкомат. Бегу. Засовываю карту — получить денег. Фиг. Деньги есть, но «деревянные». Франки. На фига они нужны. Мне бы евро для жизни. Хотя итальяшки с постоянными просьбами наличных вроде закончились, но всё равно.

Едем дальше вдоль озера. Машин нет, но дико тормозят светофоры. Стоят через каждые 50-100 метров и горят вразнобой. И ещё зелёный у них может быть 3-5 секунд, но красный — минимум минуту. Так что здешние «порше» и «феррари» — сплошной понт и рычание из глушителей.

Смотрю вокруг и начинаю понимать, что Швейцария — это очень своеобразная страна. Её ни с чем не перепутать. Своеобразная архитектура. Огромные участки земли у домов. Огромные, оригинальной постройки дома. Люди, похоже, здесь всегда занимались коровами. Виноградники попадаются и они самые красивые и ровные. Но в основном — это луга на горках, где косят траву. Её ворошат тракторами. Запах по всей Швейцарии свежескошенной травы. Попадается и запах навоза, но редко, мило, не навязчиво.

Следующий городок Лазанья. Ну или Лозанна, как вам нравится. В нём старых дворцов оказалось даже больше. Посимпатичнее городок. Но так — посмотреть — жить здесь можно только определённым людям.

Ставим навигатор — «Катю» на Лихтенштейн по короткому бесплатному пути. Ну и ведёт она нас. Кругом картины швейцарских лугов. Единственное, что как-то не сочетается с имиджем Швейцарии — это фермеры. Они реально работают. У них огромные дома, богато украшенные живыми цветами и всякими мелочами. Огромные сараи. Полено дров у них — метр в длину. И заготовленные дрова все под крышей. Там же и сено и техника. Может там же и домашний скот, потому что на полях его не много, а специализированных ферм тоже редко встретишь.

Так мы потихоньку и продвигаемся на восток. Но так, как цели (то есть забронированного отеля) у нас нет, то Мишган начинает расстраиваться. В 17 часов после семи часов пути пытаемся найти отель. Попадаются гэстхаусы. Был один мотель. Мы решили пожить в «Ибисе». Это недорогая сеть отелей, но здесь номера в 2 звёздах в Ибисе по 130 евро за номер. Причём сегодня воскресенье и супермаркеты работают один из 20-30. Заезжаем ещё в 2-3 отеля. Везде нет людей. Закрыты двери и ничего не понятно. Европейский сервис за европейские же деньги. Решаем вернуться назад на 5 км и попытать счастья в кемпинге. Подзабыли их после Норвегии. Облом. Домиков здесь нет. Живи в своей палатке. Едем дальше. Заходим в попавшийся отель — 124 евро номер.

Ловим халявный интернет и пытаемся «вернуться на путь истинный». Он же — единственный, приемлемый для Европы, чтоб ей пусто было. С мучениями получается забронировать какой-то отель по скидке. По карте показался — рядом. Оказалось, что до него 86 км. Мишган расстраивается. Он хочет селиться и не хочет ехать. «Катя» говорит, что в 20:30 будем «дома». А ведь ещё нужно заправиться. Едем. Каждый день, в конце дня, километры ползут очень медленно. Прямо как в замедленной съёмке.

В 20:00 начало темнеть. В 20:30 — сумерки. Мы едем по серпантину. Дорога великолепная, но её — многовато на сегодня. Включаю светодиоды. В редких деревушках в редких ресторанчиках сидят редкие посетители. Но все реагируют очень бурно. Мимо с музыкой пролетает «летающая тарелка». Не часто они такое видят.

21:00. Ночь. Ехать ещё 10 км. Редкие встречные машины. Повороты. Повороты. Редкие кольца. Их проскакиваю уже на 5 скорости. Вроде наша точка. Подъезжаем. Отель. Предлагают номера по 150 франков. Это по 140 евро. Приношу ноутбук с «букингом». Нет, говорят, это другой отель — дальше на 200 метров.

Новый отель ещё круче. Компания в ресторане бурно реагирует на наш приезд. Администратор даёт ключи и приглашает в огромный отельный ресторан. В ресторане официантка говорит по-русски — уже три года здесь — из Литвы. Спрашиваю про цены, говорит — как в Швейцарии — то есть — дорого.

Мы идём в номер. Просторный. Потолок низкий. Сильно простенький. Раковина. Туалет в коридоре. 55 евро за номер. «Дешёвка». Из окна видны какие-то горы. Да и мы где-то в горах.

Мишган покупает в ресторане пиццу, мы достаём свои продукты, и тут начинается очередной бунт на корабле. Короче, мои компаньоны струсили. Типа — устали. Миша предлагает из Праги рвануть сразу домой. Мамочка тоже не прочь оказать в Новосибирске. Только мне всё нравится и хочется ехать и ехать.

Вот моя семейка достаёт «глобус» Европы и начинает рубить страны. Я отказываюсь от Албании. Греции. Ладно, фиг с ней — с Болгарией. Но Хорватия? Черногория? Они что, с ума все посходили? Уговариваю их всё же поехать на море. Пожить дня три. Искупаться наконец. Мамочку-то я уговорю, но Мишган готов переть в Москву напрямую. Слабак! Будет потом жалеть. Следующий раз может получиться ну очень не скоро. Из дома ехать не близко, а лететь — не дёшево.

Вот и в старые поездки наступал критический для нас срок — два месяца. После него — возвращались домой, и потом продолжали путешествие. Вот и сейчас забастовали. Может, отдохнут в Праге денёк и остынут? Посмотрим. Мне одному эта поездка тоже не очень надо — я — человек общественный. С Мамочкой куда угодно поедем. Осталось Оксану морем поуговаривать и хотя бы на Адриатику заедем...

22 августа. Утром оказывается, что мы в тупике в горах. Наш отель на высоте 1 000 метров. Вся стоянка забита машинами. Люди так отдыхают. Моря нет. Есть горы, но без снега. Вот народ и гуляет по жаре с палочками и ездят на фуникулёрах.

Выезжаем вместе — всей семьёй. Мишган соглашается на крюк в 70 км — просто посмотреть на Лихтенштейн. Столица — Вадуз. Едем по Швейцарии. Сегодня достал фотоаппарат и фотаю все домики. Правда, как всегда — самые колоритные проехали вчера.

Страна № 21. ЛИХТЕНШТЕЙН: Территория: 188-я в мире, 160,4 км². Население: 35 870 чел. (189-е). 217 чел./км². ВВП: 120 866 $. Бензин 1,55 Евро.

Напрямую до Лихтенштейна 24 км. По дороге — 51. Дорога — мечта байкера. Погода — мечта теплолюбивого байкера. Правда, есть Мишган, который мечтает об автобане. В центре несколько замков. Один на горе. Ещё котёл. Но как-то не оригинально и не сильно отличается от соседей.

Из Лихтенштейна выезжаем в Австрию.

Страна № 22. АВСТРИЯ: Территория: 112-я в мире, 83 871 км². Население: 8 404 252 чел. (92-е). 100 чел./км². ВВП: 49 082 $. Бензин: 1,31 — 1,4 евро.

Оплата автомагистралей в Австрии.

Автобаны и скоростные трассы (также городские многорядные скоростные магистрали) в Австрии в основном платные. Поэтому, попав на территорию Австрии, на первой же заправке следует приобрести виньетку — наклейку. Самая удобная виньетка для автотуристов — десятидневная и стоит она разумных денег — 7,70 EUR. Купить виньетку в Австрии достаточно просто: её можно приобрести на бензоколонках, в табачных киосках, при автомотоклубах ÖAMTC и ARBÖ. Виньетку можно приобрести и в соседних странах: в автомотоклубах, а также на приграничных бензоколонках.

Размещение виньетки:

Легковой автомобиль: внутри на ветровом стекле, по левому краю или за зеркалом заднего вида.

Дорожный сбор:

Десятидневная виньетка:

• Легковой автомобиль: 7,70 евро.
  • Мотоциклы: 4,40 евро.

Двухмесячная виньетка:

• Легковой автомобиль: 22,20 евро.
  • Мотоциклы: 11,10 евро.

Годовая виньетка:

• Легковой автомобиль: 73,80 евро.
  • Мотоциклы: 29,50 евро

Штрафы: до 3 000 евро. На дороге минимум 120 евро. Если отказ платить — до 300 и могут не дать Шенген. Вроде. Узнал это только в Болгарии и, конечно, ничего не покупал, но и почти не ездил. Может, и совсем не ездил...

Те же альпийские луга. Те же коровы. Те же домики. Отделаны деревянными дощечками. Правда, здесь все домики поплотнее. Больше посёлков. Нет швейцарской «свободы» и огромных лугов. Очень красивые прозрачные озёра. Их и в Швейцарии десятки попадались.

Заехали в супермаркет. Праздник — горячие шницели и прочие кордон-блю. Сыры с колбасами начинают надоедать. Стоим на парковке и из тележки всё это едим. Рядом в микроавтобусе 2 австрийских парня обедают. Но они набрали гамбургеров и банок 6 энергетика. Разный подход.

Через 50 км опять, уже в третий раз, въезжаем в Германию.

Едем смотреть на замки. Народу куча. Жара +35 и больше. Идти в гору — не охота. Посмотрели снизу и разъехались. Мишган по автобану понёсся в Мюнхен. Мы с мамочкой — искать монастырь с монахами, которые с 1330 года варят пиво. У них есть даже папское пиво с фотографией папы.

Оттуда до Мюнхена уже по автобану. Всё-таки немцы — молодцы. И бесплатные и без ограничения скорости. Прикольно. Едешь в правом ряду 130, а тебя все обгоняют. Пробовал ехать 150, но страшновато. Всё-таки переднее колесо у меня проблемное. Ясно, что и на 130 лететь придётся далеко, но на 150 — шансы резко уменьшаются.

Въехали в Мюнхен. На въезде глобальная реконструкция кольцевой дороги. Добавляют 4 полосы. Но никто не лезет вперёд. Все скромно стоят. Куча дорогих кабриолетов. Подъезжаем в точку, а оказалось что там какой-то дорогой отель. Оказалось, что наш притаился в соседнем дворике. там и запарковались. Сегодня комнатка с нарами и туалетом за 90 евро. Жара. Нет даже вентилятора. Всю ночь обливались потом. Жуть, а не сервис.

Вечером пошли в центр Мюнхена. Зашли в ресторанчик. Поели. Двинулись дальше, и тут заходит чёрная туча с молниями. Давно у нас не было дождя. Дождь начался сильный. Решили мы вернуться домой. Так что просмотр центра Мюнхена будет завтра с мотоциклов.

Так мы и покатались за день по четырем странам Европы. И это при пробеге 350 км. Как-то мы хотели попасть на заправку и случайно выскочили в тоннель. А он — очередная граница Австрии и Германии. Потом через полосу развернулись и опять через тоннель поехали в Австрию. За день мы пересекли 9 границ. Хорошо, что эти границы проходятся чуть быстрее, чем в Африке.

23 августа. Сегодня едем в Прагу. На неё запланировали аж две ночи. Потому что Прага — это красиво. Прага — это недорого. Прага — это пиво и «колено» — свиная нога. До Праги 370 км. Это если ехать напрямую. Выехали из Мюнхена. В Мюнхене — глобальное строительство. Строят дороги, трамвайные рельсы. Копают в самом центре глобальные котлованы. Всё в пыли и грязи. Но пробки минимальные. Удивительно. Где все машины? Может, они едут по автобанам, которыми мы стараемся не пользоваться.

Выехали из города. Похоже, едем в сторону аэропорта. Самолёты взлетают парами. Такое чувство, что объявили конец света и народ разбегается на самолётах. Тут единственная пыльная дорога по полю и по ней несётся машина. Пыль спадает, и вот Вам здрасьте — «Нива». Наша. УРА!!! Выезжаем на автобан. Едут все быстро. Периодически вдоль дороги стоят солнечные батареи. Километр-два длиной. Был ещё свёрток на завод БМВ. Ну и поля. Всё засажено и распахано, но народа в полях не видно. Германия. Скучновато, но всё супер эффективно.

На 70 км автобана нас хватило. Потом поехали по городкам. Попали в горы на горнолыжный курорт. Моря нет. Снега нет. Вот народ и приезжает погулять в лесу да подняться в гору на подъёмнике.

Страна № 23. ЧЕХИЯ: Территория: 114-я в мире, 78 866 км? Население: 10 532 770 чел. (78-е). 133 чел./км? ВВП: 18 135 $. Столица — Прага. Бензин 32,9 — 35 крон за литр. 24,5 крон = 1 евро.

Виньетка для МОТОЦИКЛОВ — НЕ НУЖНА. Машинам — 10 дней — 250 CZK, 1 месяц — 350 CZK. Штраф до 500 000 крон. Разрешенный уровень алкоголя в крови 0.00 ‰. Но бармен разрешил пить за рулём, да и все выпивают.

Границы, как всегда, нет. Зона шенгена. Пишу намного позже, поэтому коротко. Дорожки узкие. Без разметок. Красиво. Поля. Яблоки растут. Въехали в Прагу. Проехали по всему центру. Никто не запрещает.

Вечером перекусили в местном ресторане. Голонку — свиную ногу пока не нашли. Будем искать.

Чудеса. Вкуснейшее разливное пиво в ресторанах от 40 руб за поллитра. Ближе к центру — дороже.

Вообще, Чехия отличная Европа. Очень красиво. Дешевле в разы. Всё работает всегда. Вроде всё отлично, но утром видим распотрошённые сумки Мишгана и мои мелкие бардачки. Я положил ПТС на «Голда» в бардачок под ключ. Вырвали, но выбросили рядом. Я потерял только МП3-плеер. Да и то Ольгин.

На следующий день Мишган отказался идти гулять в город. Вечером мы его, конечно, вытащили смской, но радости от просмотра города он почти не получил.

Следующая ночёвка в Вене Австрия. Живём в самом центре в старинном доме в апартаментах. На центральной площади огромный рынок с едой и напитками. Но совсем — не дёшево. Около театра на огромном экране показывают запись симфонического концерта. Нагулялись вдоволь…

Именно тут Мишган сказал, что из Братиславы он едет домой. Я сильно расстроился… Даже от расстройства случайно оторвал ряд светодиодов с «Голда», когда пролазил во входную дверь при выезде из двора. Одна из немногих поломок в дороге…

Страна № 24. СЛОВАКИЯ. Территория: 126-я в мире, 48 845 км². Население: 5 424 925 чел. (112-е). 111 чел./км². ВВП: 22 200 $. Столица Братислава. Валюта — Евро. Бензин 1,5 евро. Похоже, подзабыл.

Виньетка для МОТОЦИКЛОВ — НЕ НУЖНА. Только для машин.7 дней — 4.9 евро, 30 дней — 9,9 евро.

Горе от уменьшения семьи немного рассосалось. Едем. Ищу очередной смысл в поездке. Просто езда на мото — это уже немного не ново и не даёт новых, Острых ощущений. Может пометить новые страны? Тем более страны небольшие и специально ехать сюда не будет стоить. Пробежим как собачки и пометим «деревья».

Страна № 25. ВЕНГРИЯ: Территория: 109-я в мире, 93 030 км² Население: 10 198 315 чел.

107,7 чел./км². ВВП: 19 553 $. Столица Будапешт. Валюта — венгерский форинт. Бензин — 380 форинтов за литр. Курс — 270 фор за 1 евро. Виньетка нужна. 4 дня — 1 650, 7 дней — 2 750, 1 месяц — 4 200 HUF.

Страна № 26. СЛОВЕНИЯ. Территория: 150-я в мире 20 253 км². Население: 2 053 355 чел. (144-е). 99 чел./км². ВВП: 29 520 $. Столица Любляна. Валюта — Евро. Бензин — 1,28 евро за литр.

Виньетка для дорог. 7 дней — 15 евро, 1 месяц — 30 евро.

Из «новых» стран подвернулась Словения. Всегда путал её со Словакией. Теперь понимаю. Словакия — это часть Чехословакии. И наш, вездепроникающий социализм так напроникал, что им выбраться быстро не получится.

Вроде и там, и там — евро. Но Словения — солидная европейская страна. Чисто. Красиво. Подразбиты только совсем уже деревенские дороги, на которые «нормальные» люди не должны попасть. Опять же бензин дешёвый. 1,27 евро за литр. Супермаркетов много, большие и работают вечером в выходные.

Страна № 27. ХОРВАТИЯ. Территория: 126-я в мире. 56 594 км². Население: 4 290 612 чел. (122-е). 81 чел./км². ВВП: 18 575 $. Валюта — хорватская куна. Бензин 9,7 кун за литр.

Курс 1 кун — 6,3 руб. И что-то 1 евро _ 7 кун. Дурят. Путаюсь.

Безвизовый въезд для Россиян с мая по октябрь. Могут поменять.

Красивая дорога вдоль моря. Магистрали платные. Сразу не написал, не буду вспоминать и придумывать…

Страна № 28. БОСНИЯ И ГЕРЦОГОВИНА. Территория: 128-я в мире, 51 197 км². Население: 4 622 163[1] чел. (120-е). 90 чел./км². ВВП: 7,064.84 $. Бензин 1,21 евро за литр. Деньги — конвертируемая марка.

По Боснии едем всего с десяток километров. Пускают без всяких проблем. Можно было свернуть в центр страны, но мы проехали транзитом и вернулись в Хорватию. Деньги можно не менять — принимают хорватские. Мало им досталось пляжей. Можно пропустить Боснию, если на пароме переехать на Хорватский полуостров.

Страна № 29. ЧЕРНОГОРИЯ: Территория: 155-я в мире 13 812 км². Население: 672, 180 чел. (164-е). 50 чел./км². ВВП: 11 110 $. Столица Цетине (столица), Подгорица (главный город). Валюта — Евро. Бензин — 1,32 евро за литр.

30 сентября. Отличная всё-таки компания новосибирцев и «примкнувших» организовалась в Будве. Так славно мы посидели у Оскара в «домике». Спасибо всем. Особенно Димке. Я ещё вернусь в Черногорию. Но как бы тяжело не было, нужно вырываться из этого города.

Утром мы встали только в 12:30, но надежда доехать до Македонии у нас ещё не умерла. До границы 90 км. Дорога вдоль берега. Красота. В бухтах стройки. Некоторые места вспоминаются с прошлой поездки. Граница. Удивительно, но дорога всё хуже и хуже. Так как карт в «Гармине» не оказалось — плутаем. Ура! Граница!

Границу прошли быстро. Очередь из 10 машин. Ставят штампы в центры чистых страниц. Мы были уверены, что выезжаем из Черногории. Едем километр за километром, а албанской границы всё нет. Потом сообразили, что границы — совмещены и мы уже в Албании. То есть нас — пустили.

Страна № 30. АЛБАНИЯ. Территория: 139-я в мире, 28 748 км². Население: 3 187 009[1] чел. (130-е). 126,6 чел./км². ВВП: 8000 $. Бензин — 1,2 евро. или 165 лек за литр. Деньги — лек. Курс 140 лек за евро. Разрешенный уровень алкоголя в крови 0.00 ‰

Вообще, Албания — слишком резкий контраст. Ну, грязи не так много, как писали. Везде авторазборы. Битые, разрезанные машины. Через каждые 30 км стоят менты с радарами. Народ — гонит. Как хочет. Обгоны. Да. Это — не Европа. Это хлеще, чем у нас. Найти дорогу на Косово мы не смогли. Мы опросили 5 человек. Все думают, что мы итальянцы, но объяснить ничего не могут. Советуют ехать в сторону Тираны.

Дороги разбитые, но иногда попадаются новые участки. Не доезжая Тираны, мы сворачиваем налево в центр Албании. И тут пошли серпантины и разбитые дороги. За 2 часа мы проехали всего 35 км. Закат скоро.

Автомашины. Это удивительно. Я не скажу за всю Албанию. Но по моим наблюдениям в ресторанчике. До 40% — «мерседесы». От самых старых до самых новых. 30% — машины с правым рулём. Они тоже многие «мерсы». Почти все праворукие с английскими номерами. Но попадаются праворукие и с албанским номером.

Ну и, конечно, куча автохлама. Всё отмыто, хоть и стучит и дымит. На каждом шагу — автомойки. Везде моют. Ещё удивило — ларьки. Разные. Как у нас раньше. Супермаркета нет. Всё специализированное и в небольшой комнатке.

Долго плутаем. Дороги разбитые. Виды, как у нас на Алтае. Горные реки. До темноты останавливаемся в городке. Селимся в единственный отель. Кругом кипит жизнь. Встретили с десяток свадеб. Колонны машин. Все сигналят. Все радуются. Оптовки с пивом. На нашей улице было две штуки. Тут же в открытые двери — пошив на машинке. Фрукты. И чем ближе к вечеру, тем больше народу.

Ну и дома. Построены из кирпича. Потом народ начал улучшать лоджии. Это всё построено из разнокалиберного кирпича. Для завершения картины ещё все дома затянуты проводами. После Европы — слишком большой контраст.

1 сентября. Проснулись в Барреле. 7:30 утра. Окна открыты на распашку. Собаки на улице лают не затыкаясь. Жизнь уже идёт во всю. В 8:10 выходим. Улица полна народу. Не так, как вчера вечером, но жизнь кипит. Да и ресторан полный народу. Тут и знакомый нам продавец из минимаркета и сосед — продавец арбузов.

Мы решили не тревожить хозяев и не пошли на «оплаченный завтрак». Выезжаем на центральную площадь. Оказывается, есть знак, ограничивающий там движение по вечерам. Непонятная страна. Всё бурлит. Все куда-то идут. Кафе полны мужиков с чашками кофе и воды. Появились микроавтобусы.

Стало намного меньше дорогих машин. Эти — отсыпаются. Очередная свадьба в 8 утра. Выезжаем на дорогу. Отлично, что мы не поехали здесь вчера. Полностью разбитая дорога, переходящая в щебёнку. В городках все центральные улицы были политы. В нашем «центральном» — она была чистая. А вот по дороге в городках это была жидкая грязь, причём рукотворная.

Не хватило у них настроения отмыть дорогу, хотя это удивительно, при их любви к мытью машин. Что ещё удивило. Все куда едут. Машин много только в городках. Они так «тусуются». Между городками едут микроавтобусы. И через каждые 300 метров на обочинах их ждёт народ. Куда он едет? Вроде четверг. Но тут очередная свадьба. Сотня народа. Ещё одна свадьба собирается в колонну машин прямо на трассе.

Вот такая странная страна. Но через 100 км и 2 с мелочью часа мы всё-же нашли границу с Македонией.

Страна № 31. МАКЕДОНИЯ. Территория: 145-я в мире, 25 333 км². Население: 2 045 262 чел. (146-е). 81 чел./км². ВВП: 7,645 $. Столица Скопье. Бензин 165 денар за литр. Курс — 140 Македонский денар за 1 евро.

Несколько пешеходов. Редкие машины. Пограничник забрал наши паспорта, тех паспорт на мотоцикл и попросил нашу грин-карту. Теперь ждём. Проходит минут 5. Наш погранец выходит из главного офиса и улыбается мне. Ты говорит — Лаки Мэн — счастливчик.

Я не понимаю. Он поясняет. Вроде Македония вводит для россиян безвизовый въезд с мая по октябрь этого года. Похоже, сам он этого не знал, но начальник его поправил.

На радостях он не обратил внимания, что мотоцикл не мой, а Мишгана и грин карта закончилась вчера. Ну и ладно — повезло.

Македония. Про эту страну я как-то слышал, но ничего про неё не знал. И тут — все надписи на русском. И буква Ф и Ш. Тут же монастырь Георгия Победоносца. Дороги улучшаются. Тормозит полицейский, но я говорю, что мы из России и транзит. Машет рукой — едьте.

Тоже попадаются авторазборы, но пореже. Самые богатые заправки — «Лукойл». Въезжаем в национальный заповедник. Ущелье в горах с рекой. Симпатично. Дорогие отели встречаются. Да и вообще всё побогаче. Особенно на подъезде к столице.

От Скопье «Гармин» тянул нас наверх в Косово. Вроде ещё одна страна, но как-то неохота рисковать ещё на одной границе с нашими документами. Ну и свернули мы в сторону Софии по прямой дороге.

Да и тут ещё посмотрел русское телевидение. И как по заказу начальник наркополиции России рассказывал, что Косово стало наркокартелем и распределяет наркотики по всему миру. С особой жалостью он говорил, что наркобароны зарабатывают по 3 млрд. долл в год, и, как-то мне показалось, что сильно жалел, что не им достались деньги.

На выезде штампик — и вперёд — Болгария.

Страна № 32. БОЛГАРИЯ. Территория: 104-я в мире, 110 993,6 км². Население: 7 364 570[2] чел. (98-е). 66,4 чел./км². ВВП: 11 760 $. Столица София. Бензин: 2,45 леи (вроде). Курс 1,92 леи за евро.

Виньетка для дорог: 7 дней — 5 евро, 1 месяц — 13 евро. Все дороги платные. По бесплатным — не проехать.

Виза нужна. Транзит даётся на границе на два дня (вроде) при наличии Шенгена.

На погран переходе — никого. Посмотрели паспорта. Три раза уточнили, что транзит. Спросили техпаспорт. Потом спросил мою «просроченную» грин карту.

Или не заметил, или просто проникся нашей дорогой. Да и таможенники собрались всем коллективом и рассматривали карту. Я чемоданы не торопился открывать, а они — не попросили.

Похоже, к россиянам относятся хорошо. Всё написано русскими буквами. Немного поцивильнее всё, чем в Мавритании. Удивило большое количество разрушенных и полуразрушенных зданий.

Это и дома, и заводики и сараи. Некоторые построены из плохо обожжённого кирпича. Но некоторые проваливаются под тяжестью черепичных крыш. Ещё удивительно, что дома здоровые. 500-1000 кв. метров.

Наверное, были построены до «социализма», а потом начали разваливаться. Ещё запомнилось. Советские панельные девятиэтажки. И некоторые квартиры красиво штукатурят и красят ТОЛЬКО СВОЮ квартиру. И в доме может быть таких «чистюль» несколько.

У нас воры по окнам и кондюшникам клиентов ищут, а там — за километр видно «богатеев»...

Как-то София не понравилась. Разбитая дорога. Пробивает подвеску. Одно перо — потекло масло. Рельсы торчат. Светофоры на каждом шагу. И, самое поганое — больше 10 км брусчатки. Раздолбанной и скользкой.

Так что проехали мы центр. Посмотрели на офис «Тез Тура». Сталинские дома в центре. Русские, почти все понятные рекламы и вывески. Заехал в обменник, где с минимальной дельтой обменял на леи евро и завалявшиеся остатки норвежских денег.

На радостях втарились в супермаркете. Кефир вкусный. А скоро квас пойдёт — песня. Уже третий день живём без еды. Правда, пока не похудели сильно. То есть завтракать лень. По дороге вроде то не охота время терять, то денег нет поменянных. Вот и едим один раз «на убой», когда поселимся в гостишку.

До Софии прошли 450 км. Нормально, но ещё светло и пора домой ускоряться. Теперь — только красоты вокруг трассы по дороге. Никаких движений в сторону. Дороги частично разбиты. Частично — нормальные. Всё как дома. Менты попадаются. Дождь пережидали на заброшенной заправке (есть такие) и рядом пост Гаи. Менты толстые, но к нам им лень было идти. В будке сидят.

После 18 часов начали искать ночлег. Указатели у них абсолютно дурацкие. Ничего по ним не найти. Еле накружили какой-то «Дипломат отель» за 55 леи с завтраком и интернетом. Там же великолепный болгарский ужин в огромном ресторане в полном одиночестве. И это всё с пивом и вином 19 леев. Похоже, не лучшее время переживает сейчас Болгария. Не дай Бог нам такого...

02 сентября 2011 г. Проснулись рано, но 1 час плюсом перевели. Потом, пока мы собирали вещи в мото, нас зазвали на завтрак. И, как давай откармливать. Мы даже половину даже надкусать не смогли. Стартуем по дождику. Вот и закончилась жара. Я даже надел куртку — впервые с Бельгии. Болгария. По-прежнему — перманентная разруха. Счёт брошенных магазинов и заправок на десятки.

То есть раньше они были кому-то нужны. Работали. А потом, то ли народ победнел, то ли хозяева поразорились. А может это всё связано? Невесёлое зрелище. Не хотелось бы, что бы у нас что-то даже близко подобное случилось. Вот это — действительно проблема. Много народу едут на запряженных в телеги лошадях. Кто-то на осликах. Для нас уже — экзотика. У меня дед Пётр был главным (и единственным) конюхом в дер. Красная Сопка в Красноярском Крае.

Я с детства ездил и верхом, и на телегах, и на санях и даже на конной косилке и граблях. Но лет 30 назад конный двор закрыли. Но даже детские воспоминания не добавляют романтики. Лучше бы они на мопедах всё перевозили. Эффективней...

Страна № 33. РУМЫНИЯ: Территория: 78-я в мире, 238 391 км². Население: 21 466 174[1] чел. (52-е). 90 чел./км². ВВП: 7 391 $. Бензин: 5,5 леев или 1,2 евро. Валюта 4.2 лей за 1 евро.

Виньетка для МОТОЦИКЛОВ — НЕ НУЖНА. Виньетка для дорог: 7 дней — 3 евро, 30 дней — 7 евро.

Все дороги платные. По бесплатным — не проехать. Говорят, что ментов — куча. Будем проверять. Разрешенный уровень алкоголя в крови 0.00 ‰

Подъезжаем к границе. Граница проходит в городке Русса и от Румынии нас отделяет Днепр. Все говорят, какой он широченный, но наша Обь в самых верховьях у Новосибирска по ширине не уступит. Про низовья я и не говорю. Не был севернее Колпашево. Вот так — полпланеты объехал, а до северов наших добрался только до Норильска.

Болгарские пограничные будки выглядят нежилыми. Проехали мимо. Перед мостом пункт сбора денег за мост. Встал в очередь — выходит дядька и машет — проезжай. Бесплатно? Да! Мост узкий. Построен в 1952-54 году. Но машин немного. Румынская граница солиднее и огромнее. Работает один проход. Я начинаю кататься туда-сюда — и мне машут — подъезжай.

Румыны оказались душевными людьми. Почти все говорили на русском. Собрались. Всё расспросили. Поудивлялись. На границе потеплело. Разделись, и я теперь в жёлтой рубашке с рукавами из Стуржиса. Она уже вся выцвела. Хапнула она и Африки, и Австралии.

Паспорта вроде проштамповали. Ещё раз подтвердили, что на мотоцикл виньетка не нужна. Лишних бумаг вроде техпаспорта и страховки не спросили.

Вот и верь теперь цифрам ВВП. Румыния богаче Болгарии. Может, в Болгарии всё развитие идёт вдоль Чёрного моря? Неплохие дороги. С широкой обочиной и можно обгонять, не сильно выезжая на встречную. Может, у нас бы в России это стало выходом на первое время.

Много строящихся зданий. И торговых центров из стекла и жилых. Да и брошенных домов на порядки меньше. На дороге вроде ограничение 90, но все едут 110-130. Через каждые 5-10 км въезжаешь в городок. Полосы разделены сетками, чтобы переходили только на переходах. Ограничение 40-50. Иногда (не часто) попадается полиция. Все моргают. Это радостная борьба с официальными грабителями на дорогах.

Подъехали к Бухаресту. Решили ехать через самый центр. Машин битком. Светофоры. Протиснуться получается не всегда. Народ — не европейский. Жмёт. Разворачивается через поребрик и двойную полосу. Тревожно. Да и на трассе хватает гонщиков и выскочек.

Вырвались из Бухареста. До Кишинёва больше 400 км. 700 за день мы вряд ли проедем без вставания с восходом. Ну ладно — проедем сколько в кайф, а там встанем в первом отеле. Нет, есть плюсы в свободе, когда нет забронированных отелей. Прямо возврат в прекрасное и не забытое прошлое. Прошли за день как и вчера — 550 км. Городок вроде Бирлад. До Кишинёва меньше 200 км. Но времени 18 часов — встаём в первом отельчике. Ужин. Прогулка. Жизнь в Румынии. Кстати, цыган если и видно, то совсем не так, как смуглых в Европе.

Страна № 34. МОЛДОВА: Территория: 135-я в мире, 33 846 км². Население: 3 560 430[7] чел. (118-е). 111,4 чел./км². ВВП: 1578 $. (140-й) в мире. Бензин ОКОЛО 1 ЕВРО. молдавский лей.

разрешенный уровень алкоголя в крови 0.00 ‰

Страна № 35. ПРИДНЕСТРОВЬЕ: Территория: 165-я в мире, 4 163 км². Население: 518 700 чел. (168-е). 124 чел./км². ВВП: 1830,2 $. Столица — Тирасполь. Бензин ОКОЛО 1 ЕВРО. Валюта Приднестровский рубль

А это неожиданная страна. Говорят, что её признала только Россия. Подъезжаем к реке после Кишинёва и нате вам.

Блок пост. Бетонные блоки. три автоматчика. Вот сволочи — чем ближе к Родине, тем больше войной пахнет. За мостом кроме трех автоматчиков ещё и БТР запаркован. Потом какая-то очередь из машин. Оказывается ещё одна граница. Проезжаем без очереди. Заполняем впервые за всю поездку анкетки — квитки. Хоть денег не просят. Дорога — разбитая вдребезги бетонка. Ехать по этому Приднестровью что-то 16 км. И вот — здравствуйте.

Страна № 36. УКРАИНА: Территория: 45-я в мире, 603 628[2] км². Население: 45 745 213[3] чел. (28-е). 75,84 чел./км². ВВП: 7 331 $. Есть версия, что 3 995 $. Бензин. Украинская гривна.

разрешенный уровень алкоголя в крови 0.00 ‰

На самом въезде в Россию — ментовская подстава. Обгон грузовика, который ехал 30 км в час. Разметки нет. Новый асфальт. Остановили с десяток машин. Родину захватили. После Европы всё это глупо и мерзко. Не хочу больше ездить по России. Нет радости. Опасно, глупо. Грустно.

Мото оставил в Москве. Колодки стёрлись до железа и последние 1 500 км передним тормозом не тормозил. Рома обещал поменять наконец-то переднее колесо и колодки. Ну и отправить паровозом мотоцикл домой. Пусть сын катается. «Африку» нужно продавать. Я, похоже, на мото буду теперь только в Тайланде кататься. Езда по России больше не привлекает.

Мишган проехал до дома своим ходом. У него всего получилось 25 700 км. По дороге у него отвалился задний кофр. За 300 км до дома у Мишгана порвалась растянутая цепь и заклинила в двигателе. Но это — дом — Родина — Сибирь. Его с мотоциклом и Оксаной загрузили в проходящий грузовик в кузов. Дядька не хотел брать денег, но Мишган оставил ему 1 000 руб. Так и закончилась поездочка. Сейчас лежу дома на кровати. Ничего не происходит. Да и как будто и мы никуда не ездили. Вот такая ЖИЗНЬ — ПРЕКРАСНА И УДИВИТЕЛЬНА.

Сейчас в Тайланде собрал всё в кучу. Исправил ошибки. Не стал ничего менять. «Свежий взгляд» лучше… Европа — как и планировалось — не понравилась.

Жду Ваших комментариев. Надеюсь, что кому-то какая-то моя информация пригодится. По цене поездочки могу сказать, что в 200 евро в день на четырех человек уложиться у нас не получилось. Конечно, палатки бы могли уменьшить цену, но это же было СВАДЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ. А в палатках мы и дома нажились.