|
Рассказ является обработкой личного письма почти трехлетней давности, поэтому при редактировании были, к сожалению, потеряны некоторые интересные моменты, непонятные для широкой публики. Сразу извиняюсь за качество фоток, пришлось ужимать в свое время, а оригиналы не сохранились.
Вот я и взялся за описание беспрецедентной для меня лично экспедиции. Эффект от данного мероприятия двоякий. В плане эмоционально-познавательном все весьма удалось, в плане финансово-материальном — ну, как посмотреть. Во всяком случае расходы по ремонту ходовки, понесенные по прибытии в Магадан, были, так скажем, довольно ощутимыми. Но это все мелочи, главное — добрались до дома живыми, здоровыми и с массой впечатлений. А большинство выявленных косяков, кстати, не явились ни разу следствием поездки, все это можно было бы выявить элементарным осмотром еще на Зеленке. Т.е на «рыночных» фотках должны были быть очень озабоченные и хмурые рожи, а не такие радостные и самодовольные как здесь:
Приступаю к описанию собственно путешествия, ради лаконичности повествования буду упоминать лишь особенно запомнившиеся эпизоды. Итак, сутки первые. Стартовали мы с тестем с утра в понедельник примерно в 05:00. Первые мои вихлянья на незнакомой машинке начались сразу после выезда из города. Впотьмах я почему-то устремился в г. Артем, запутался дикий провинциал в развязках, да еще нервно как-то было. Перед этим поворотом нас впервые остановил гаишник, благожелательно спросил, почем нынче «Датсуны», и пожелал счастливого пути. Как оказалось позже, этот вопрос задают 50% работников ГИБДД. Как бы то ни было, к вечеру мы таки достигли славного города Хабаровска, не встретив по пути никаких злодеев, кроме тех, что окопались, гады, на посту ГАИ после Лучегорска.
Прокручивая в памяти эпизод с этими оборотнями в погонах, думаю, что отвратительный вариант с грабежом честных путников на 1 000 руб. был, пожалуй, единственным. Можно было бы и пободаться, но потеряли бы на этом, как минимум, несколько часов. Без прав-то далеко не уедешь. Вообще, подметил, что, чем дальше от Приморья, тем гаишники больше походят на людей, вновь теряя человеческий облик где-то ближе к Магадану. Примерно перед Бикином обнаружили, что греется правое заднее колесо, колодки самопроизвольно затягивались из-за великолепного состояния ржавых деталей привода ручника, но вроде бы вылечили подручными средствами. Через ночной уже Хабаровск ехали, пользуясь картой-схемой. Все довольно понятно, проехали благополучно. На выезде заночевали на освещаемой стоянке какой-то конторы с любезного разрешения тамошнего охранника. И в 04:30 следующего дня — снова в путь. На мосту через Амур (вот он, кстати):
Гаишник задал смешной вопрос, не везем ли мы рыбу и икру (это в Магадан-то :)) и помчались мы дальше на Запад. Но это уже были вторые сутки пути.
За вторые сутки самый приличный суточный пробег — 1 300 км. Строившаяся на тот момент федеральная автодорога «Амур» весьма располагала к хорошему темпу движения, но — местами.
Теперь-то я понимаю, что если бы передние амортизаторы были в порядке, темп был бы значительно выше. В целом же на этом участке было хорошо. Широченная четырехрядная дорога (там, где ее уже построили), ровная, как стол, топи, сколько влезет, но мы больше 115 не ехали, чего зря топливо в трубу выпускать. По обочинам признаки былого процветания перегонного бизнеса, избушки с вывесками «Вулканизация шин, ремонт сколов». Занятный животный мир. Видели сову, а где-то в районе свертка на г. Свободный на обочине сидела стая самых настоящих фазанов. Выпорхнули буквально из-под колеса, и некоторое время летели параллельным курсом с автомобилем, сверкая зелено-желтым оперением.
К ночи добрались до поворота на дорогу «Якутия», устремились на север и, проехав пару десятков км после г. Соловьевск (мрачноватое местечко), заночевали.
Сутки третьи. С утра пораньше, часов в 8 по владивостокскому времени, добрались до славной столицы БАМа, г. Тынды. Начало сказываться продвижение на север, утренний морозец был уже весьма ощутим. Городок, судя по внешним признакам, переживает состояние упадка, потертые «шестерки» на улицах и ПАЗики в качестве общественного транспорта.
Хотя, наверное, в свое время Тында была довольно процветающим населенным пунктом. Сосны среди многоэтажек, как в Академе. Миновали Нерюнгри.
Планировали к вечеру третьих суток добраться до Якутска, но не случилось. Снежная каша на посыпанной угольком…
…якутской трассе намерзла под брызговиками таким слоем, что колеса стали цеплять не только на поворотах, но и при движении прямо, а двери с левой стороны перестали открываться, покрывшись трехсантиметровым слоем грязного льда. Попытка решить проблему при помощи чайника с кипятком из придорожной забегаловки близ знатного мегаполиса Большой Нимныр — окончилась неудачей. На счастье, рядом пыхтела закопченной трубой местная котельная, персонал которой в лице одинокого кочегара предоставил нам безлимитный доступ к коммуникации с крутым техническим кипятком. Поливали мы наше престарелое техническое чудо из великолепной канистры, купленной во время оно у узкоглазых сынов КНР. Дружеский всем совет, таких убогих канистр не покупать никогда. В них даже брагу ставить опасно. Лопнет. Треснула зараза, залив кузов соляркой. Пришлось перелить остатки в бак, зато вот освободилась емкость для гигиенических нужд-с. Ладно, оттаяли, покатили дальше.
Тут начались одни из самых великолепных видов за всю поездку. Палитра из четырех цветов: белый, черный, красный и синий во всех градациях яркости. Но два фотоаппарата, имевшиеся в наличии у экипажа, простаивали в основном без дела, ибо на самых великолепных ландшафтах рулил я сам, а тесть злобно отказывался останавливаться ради пары-тройки кадров, ибо реально боялся опоздать на работу. Впрочем, кое-что сфотал, но, к сожалению, мало, что передает. Там главное ощущение — простор. Тут мыльницей, да еще на ходу, не отобразишь ничего, панорамы надо бы делать.
Автодорогу то и дело пересекает трасса радиорелейки.
Речки все в гигантских наледях.
К исходу третьих суток добрались до черной дыры с названием Уулу. На тамошней заправке нечистая сила, усыпив предварительно мою бдительность, дернула тестя купить у веселых бичеватых автодорожников 50-литровую канистру. На тот момент мы не были уверены, что никаких проблем с наличием топлива на заправках у нас не возникнет и непременно желали иметь НЗ.
Канистра была приобретена за 300, кажется, рублей по беглом осмотре в неверном свете крошечного фонарика среди непроглядной мглы якутской околополярной ночи. После того, как этот в высшей степени подозрительный жбан был под крышку заполнен местной зимней соляркой, в темноте раздалось веселое журчание углеводородного ручейка. Канистра, конечно же, оказалась с дырой. Бичи, предвкушая пропитие вырученной суммы, видимо, не вынашивали заранее преступных замыслов, т.к. сразу после сделки не укатили с заправки на своем драном УАЗике. В общем, деньги с извинениями вернули, солярку кое-как распределили по остаткам объема бака, треснутой канистре с китайского рынка, налив ее до половины, и утром поехали, бодро плеща тонким слоем топлива по днищу кузова.
Начались четвертые сутки пути. Продвигаясь почти строго на север, достигли Якутска,…
… который видели смутно из-за речки и плавно повернули на восток, оставляя позади сельскохозяйственные улусы Якутии. Кстати, на вид тамошние поселки очень неплохи. То и дело попадаются новенькие коттеджи из бруса под металлочерепицей, и смотрится симпатично, и на вид очень морозостойкие конструкции. Сфотать, естественно, не получилось, торопливый тесть согласился остановиться только ради изображений знаменитых якутских лошадей. Впрочем, как было не остановиться, когда табун пешком переходит трассу.
Забавные у якутов языческие то ли кладбища, то ли капища. Домики для мертвецов строят, иногда украшают некими рогами, да еще наверху пентаграммка большевицкая:
После населенного пункта с поэтичным названием Ытык-Кюель…
…дорога была сплошь покрыта очень быстро вылетающей из-под колес встречных серых УАЗиков-«буханок» (самая распространенная марка авто в Якутии) и не очень мелкой галькой. Схлопотали несквозную дыру в лобовом стекле и вмятину на морде прямо посередине крышки капота. В этот же день перебрались по ледовой переправе через р. Алдан,...
...причем пересекли речку уже во второй раз, первый раз переезжали по мосту гораздо южнее в районе п.Томмот. В придорожной забегаловке поселка Теплый Ключ состоялось странное знакомство с представителем местного населения. В общем, взяли попутчика подбросить на пару-тройку сотен км. Этот этап начался после перерыва на тревожный трехчасовой сон. Выступили после полуночи, так что начались уже пятые сутки дороги.
Сравнительно богатые жизнью якутские равнины сменились к тому времени гористой местностью отрогов хребта Черского. В тех диких краях цивилизация теплится только около ниточки колымской трассы, и для тамошних жителей мотануться куда-нибудь километров за 150 за мешком картошки — обыденное дело. Пять часов пути, проведенных в компании бывшего зэка, а ныне простого начальника метеостанции, пролетели незаметно. Нам он представился, как «Гуцул». Несколько позже, погуглив, я обнаружил, что этот колоритный старикан — фигура весьма популярная среди разного рода путешественников-экстремалов, которые дерзают ехать по «старой дороге». Т.е от Кубуюме не на север, а на восток, сразу в Сусуманский район Магаданской области.
Дед оказался и вправду настоящим русином (это коренные жители Закарпатья, остатки древнерусского населения Галицко-Волынского княжества). Вполне себе такой русинский сепаратист, разругался с родной сестрой, после того, как она написала ему письмо по-украински. В голове — та еще каша, но будучи человеком неглупым и весьма, в силу своей биографии, начитанным делает здравые выводы на разные темы: ползучая китайская оккупация Дальнего Востока России, засилье известно кого во власти, разгул пропаганды разврата в СМИ и т.п. Видный деятель местного экологического движения :), хоть и не представляющий никаких правительственных и неправительственных организаций.
Примерная цитата из рассказа: «Ну короче, пацаны, такая ботва, загнал этот сучонок машину прямо в речку и моет. Я ему – ты чё делаешь, опущенка?! Он мне — не понял. Я ему — опущенка ты, петухами таких еще называют. Ты чё падла делаешь, здесь хариус нерестится, потом от твоего бензина мальки дохнут, п….р ты, под шконкой твое место. Он: — Я тя щас мочить буду, — и монтировку в руки, я думаю, щас убью гада, мужики, правда, оттащили его, слышь, говорят, Гуцул дело базарит, вон отгони машину из ручья на 10 метров, песок всю х..ню профильтрует, ты что ж, гад, природу губишь». В общем, «Гринпис» отдыхает.
Если верить самому рассказчику, то сел он впервые, когда было ему лет 20, а окончательно откинулся, по его словам, в 1992 г. Урановые рудники, похоже, пошли ему на пользу. Во всяком случае, не думаю, что этот честно отсидевший душегуб со стажем врет про свою восторженную интимной с ним жизнью молодую жену полуякутку и троих детей. Самому метеорологу — 69, занимается разведением якутских лошадей: — Было 15, девять якуты сожрали.
За увлекательными рассказами попутчика незаметно подъехали к знаменитым «прижимам». Я прекрасно понимал, что сделанные среди ночи снимки не дадут ни малейшего представления, однако не смог удержаться, чтобы не пощелкать. Красоты и высоты восхитительные даже в темноте.
Вообще, места, конечно, легендарные, что и говорить. Зековскими ручками скалы продолбленные, живая история нашей несчастной страны.
Довезли криминального деда до развилки Кубуюме. На заправке Гуцул быстро, дабы не померзла, потащил свою картошку в будку заправщиков, ждать попутки до своей метеостанции, а я двинулся платить за солярку. Тут то до меня дошло, что полюс холода совсем неподалеку.
Не холод, не мороз, а просто стужа какая-то, не меньше сороковника, наверное. Такое вот глобальное потепление, дед рассказывал, что близ его метеостанции даже брусника уже несколько лет подряд не плодоносит, цветы морозами бьет, июльскими. :)
Двинулись в путь по свежепостроенному участку Колымской трассы,…
...сотни через полторы остановились, намотали на радиатор специальную грязную куртку, под крышку капота положили брезент, датчик температуры двигателя на пару миллиметров съехал с нулевой отметки и печка стала греть чуть получше.
Сказывалась бессонная ночь по перевалам, глаза слипались на ходу, пришлось сделать маленький перерыв и покемарить часок на обочине. Вообще, ощущения от дорожного недосыпа интересные. Так, на дороге «Амур» впервые словил реальные водительские глюки. Наблюдая за однообразным мельканием столбиков вертикальной разметки по обочине дороге, в какой-то момент четко увидел, что это вовсе не столбики, а бегут нам навстречу гуськом по обочине маленькие черно-белые собачки. Стена соснового бора, пролетающая мимо машины, тоже преобразилась. Боковым зрением я различал серые городские здания, чудилось, будто еду по Новосибу, почему-то по Дзержинскому району. Такие мультфильмы явно не к добру, хорошо, всегда была возможность пересесть на пассажирское место.
По колымской трассе собачки не бегали, просто, старательно пяля зенки на набегающую ленту дороги, вдруг понимаешь, что видеть-то дорогу видишь, а вот шума двигателя уже не слышно. На самом деле и дорогу то не видишь, она как бы просто снится. Тряхнешь башкой, проснешься… Стал понятен смысл подачи звукового сигнала и мигания дальним светом перед обгоном дальнобойной фуры. Тамошние водилы, находясь в состоянии перманентного недосыпа, наверняка, и передачи во сне переключают недрогнувшей рукой.
Оказывается, дорога пересекает Индигирку. Речка эта вообще-то чуть поуже Оби, но в этом месте еще неширокая.
Добравшись до Усть-Неры, почувствовали себя практически дома. Это хоть и Якутия, но заправкой, например, владеют уже магаданские барыги «Магаданнефто». Великолепные виды перевалов остались в основном в памяти, т.к. я был занят рулением, а тесть тем, что переживал, как бы мы не кувыркнулись в прямо-таки голливудскую пропасть, не до фотика было, в общем, но кое-что в объектив все же попало.
Забавная встреча в п. Артык на границе Якутии и Магаданской области. С всесоюзным пионерлагерем «Артек» не перепутаешь при всем желании, хотя какие-то лагеря там определенно находились во времена не столь отдаленные. Удивительный пост ГАИ: железобетонная избушка, рядом с ней — самопальный шлагбаум из арматуры, гиря на конце, перегораживает федеральню трассу «Колыма». Т.е. водитель останавливается добровольно-принудительно с вероятностью 100 процентов и лично следует в гаишный блиндаж со смиренной просьбой к местному хозяину тайги и дороги, дескать, пропусти, командир. Внутри, в клубах табачного дыма с характерным запахом папирос «Прима» сидит сам гвардеец, слегка поддатый (время послеобеденное), и два его приятеля из местных. На кого похожи, не знаю, как сказать. То ли махновцы, то ли белорусские партизаны. После неторопливой проверки моих жалких (по причине напрочь просроченных транзитников) документов и выписки уже привычного сторублевого штрафа, решаюсь спросить: — А у вас тут МТС не ловит? Спокойный и суровый взгляд в самую душу: — Какое МТС? Здесь медвежий угол». И в самом деле, подходящее место для исчезновения навсегда. Случись здесь пропасть, не найдет никто и никогда. :)
Чем ближе к Магадану, тем чаще окрестный пейзаж изуродован старыми выработками золотоносных песков. Долины всех окрестных речек и ручьев украшены такими вот холмиками.
Где-то после обеда пересекли границу Магаданской области, типа, почти приехали, расслабились и решили опустошить пока еще не треснувшую канистру, чтобы зря не возить солярку. Антигеля плеснуть в бак и не подумали, впрочем, всю дорогу его не трогали — и ничего. А на этот раз вот как-то примерзло, что неудивительно. В любой мороз топливо в баке подогревается горячей обраткой, а здесь плюхнули в полупустой бак 25 л жидкости забортной температуры (на тот момент градусов 20 ниже нуля), на стенках топливопровода отложился слой парафина, далее он оторвался на манер тромба у гипертоника и застрял в сетчатом фильтре на входе ТНВД. Все это выяснилось лишь по прибытии после прочистки вышеупомянутой сеточки, т.е. опарафинились в прямом и переносном смысле слова :).
Понервничать, конечно, пришлось, ну, и потеря времени, разумеется. Шестые сутки пути прошли в увлекательных манипуляциях с паяльной лампой, оборачивании машины брезентом, через каждые 25-30 км остановка и продувка топливопровода компрессором для накачивания шин, в общем, красота. Манипуляции эти были мало полезными, однако на тот момент я в двигателе QD-32 не очень понимал. Как бы то ни было, рывками, но доехали без дополнительных приключений. Даже хватило сил запечатлеться на фоне реки Колыма.
Это расстояние от Якутска.
Т.е до дома осталось меньше 500 км, считай, добрались.
На таможенном посту Палатка (граница ОЭЗ) в 80 км от города словили последний штраф за просроченные транзиты и часа в три ночи в воскресенье припарковался я на ближайшей к дому платной стоянке. Спалив топлива на 16 тыр и не пробив ни одного колеса, приехали.
Вообще, после этой поездки у меня кардинально изменилась оценка пройденных на автомобиле расстояний. Если ранее дорога от Магадана до какого-нибудь поселка Атка вызывала некоторое смущение, типа, м-да, 260 км, то теперь никаких моральных препятствий, были бы деньги на солярку. Т.е. с удовольствием прокатился бы по этому маршруту еще, только уже не торопясь, летом и на машине с исправной ходовкой. :) Все-таки среди житейской суеты подобные мероприятия дают на некоторое время, пусть и иллюзорное, но все же ощущение свободы.