Галопом по Европам, или Как за три недели августа увидеть все и сразу

22.12.2011 | 24532 просмотра

Маршрут по городам: Москва—Брест—Краков—Оломоуц—Брно—Вена—Брно—Литомишль—Кутна-Гора—Либерец—Турнов—Прага—Дрезден—Мейсен—Берлин—Лейпциг—Карловы Вары—Чески Крумлов—Мюнхен—Брегенц—Штутгард—Франкфурт—Дортмунд—Мюнстер—Бремен—Гамбург—Киль—Клайпеда—Тракай—Минск—Москва.

Подготовка: маршрут, жилье и визы

Добрый день. Идея посетить Европу возникла давно, но реализовываться начала только в этом году. Повод был как раз хороший — недавно поженились и хотелось устроить себе незабываемое путешествие. Добрые гости и друзья нам предоставили материальную основу на свадьбе, осталось только ее реализовать. Путем долгих разговоров друг с другом выяснилось, что хотим мы разного: жена хочет море и горы, так как раньше отдыхала в Абхазии + страстно хотела повидать Германию, я хотел увидеть побольше европейской архитектуры — замки, дворцы, соборы. Казалось бы, вещи трудно совместимые, но нет ничего невозможного и мы начали отбирать, что же мы хотим увидеть сильнее всего. Долго сидели в сети, разговаривали с теми, кто уже был. По итогам все точки наносили на карту, когда их вышло более двух сотен, то было принято решение все-таки остановится и подумать.

Сначала, конечно, была мысль поехать в Германию, и на недельку оттуда заглянуть в Италию, чтоб там погреть косточки, но тут вмешалась суровая правда жизни — получить немецкие визы практически невозможно. Жена получила загранку за два месяца до предполагаемого отъезда, а в немецкое посольство была запись на собеседование (не на получение виз, а только на подачу документов, причем подаются они только лично) на те же два месяца вперед. Повторно корректируем планы, параллельно отслеживая посольские требования. Сразу скажу, что работать с посредниками не хотели, так как они уж больно много просили, тем более, что главной проблемы (с реальным жильем) они не решали. При наличии подтвержденных броней из гостиниц получение визы было делом в общем-то простым. Вот форма подтверждения броней напоминала маразм. Вроде бы как все страны Шенгена должны требовать одинаковый пакет документов и на первый взгляд это так. Но на сайтах самих посольств написано все по-разному. Звонили и писали в немецкое посольство, но там точных ответов так же дать не смогли, отсылая к сайту. Везде написано, что требуются факсы. Наверное, там это распространено, но у нас с этим туго. Про распечатки booking.com или аналогичных систем (это наиболее доступный способ) практически ни у кого ни слова.

Отпали австрийские и польские посольства (там требовали предоплату гостиниц, полную или частичную), в Италию особо не стремились, ради интереса глянули чехов и тут нам повезло. Само по себе посольство не ведет прием документов (точнее, ведет, но там тоже длиннющая очередь), а отдает это все на откуп авторизованным агентам (кстати, все эти агентства есть на сайте практически всех посольств, дешевле, чем у них, не будет, так как все остальные агентства работают через них — не платите лишним посредникам). У чехов это был «Чешский визовый центр», есть отделения не только в Москве, но и в регионах. За свои услуги они берут по 1 000 руб. с человека, не считая консульских сборов. По сравнению с другими посредниками, это просто по-божески, однако им необходимо предоставлять полный комплект документов, как в посольство. Кстати, только у чехов было КОНКРЕТНО написано, какие именно принимаются формы подтверждению жилья и какие требования предъявляются к документам, подтверждающим платежеспособность. Во всех остальных посольствах это написано весьма мутно. Быстренько глянули общие достопримечательности Чехии, понравились, решили делать визы у них.

Очередной раз перебираем планы, в голове начинает складываться примерный маршрут. Следующий этап — бронирование жилья. Сначала хотели жить в кемпингах, но 4-5 безответных писем в чешские и немецкие кемпинги (писали на английском) развеяли этот миф. Поэтому вооружились booking.com и там начали подбирать жилье. Памятуя о том, что все жалуются на плохие польские дороги (надо сказать, так оно и есть), хотелось ехать по ней как можно меньше, поэтому в качестве альтернативы одной из веток путей рассматривался паром из Германии в страны Прибалтики. Путем подбора был найден паром Клайпеда—Киль компании «DFDS Lisco», ходящий ежедневно, хотелось заказать билет именно из Литвы в Германию, но на выбранные даты уже не было билетов, поэтому решили этим путем возвращаться на родину. Если будете планировать ездить у них, озаботьтесь билетами заранее, месяца за 2-3, особенно, если поездка приходится на сезон.

Параллельно с booking.com искали жилье у частников. И вот нам повезло — ответили из Бреста и из 2 кемпингов в Литве, один на побережье, другой в Тракае. Договорились с ними, они прислали нам подтверждения о бронировании (шаблонов своих у них не было, поэтому сочиняли сами). Оформили страховку, зеленую карту, подали документы и начали ждать. Ответ пришел через десять дней, после чего мы мелко сжульничали. При подаче документов на Шенген нужно обращаться в страну основного пребывания, которая определяется числом дней пребывания. При езде на машине понятие «дни пребывания» весьма условные, поэтому мы решили считать ночи так, чтобы в Чехии их было больше, чем во всех остальных странах, взятых по отдельности. Чтоб наверняка, заказывали с преимуществом в две ночи (девять ночей в Чехии, семь в Германии). Поэтому парочку мест мы заказали в соседних с Германией странах, от одного впоследствие отказались (петля получалась ну очень большой за день).

Подготовка — машина, карты, документы

Итак, визы есть, жилье есть, дело за малым — собрать вещи и подготовить машину и самим тоже немного подготовиться. Итак, наш состав:

1. Оксана — главный вдохновитель поездки, знаток английского со словарем и большой спец по Германии (проштудировала много путеводителей).
  2. Андрей — главный водитель, знаток немецкого языка без словаря в объеме школы и тех. института.
  3. Nissan Tiida Sedan или Latio. Мексиканка, 1.6, АКПП.

Сначала уточнили маршрут и определились со странами, куда собрались ехать. После этого еще раз перебрали маршрут, выявили основные вещи, которые хотим посмотреть. Уже с этой информацией поехали в книжный магазин закупаться разговорниками, картами и словарями.

Сразу хочу сказать, что путеводителей мы брали только два — по Чехии в общем и по нескольким городам Германии. Сами по себе эти книжки недешевые, поэтому по каждой стране и городу набегала крупная сумма денег. А вот на картах решили не экономить — взяли все карты основных городов, какие смогли найти, где были отмечены основные достопримечательности, для мелких городов, где все можно обойти минут за 30, просто составили список точек с координатами. Нам этого хватило на все путешествие.

Теперь про общение. Если вы думаете, что вас поймут на английском, где угодно, то вы заблуждаетесь. Европейцы, особенно немцы, считаю, что раз вы приехали в их страну, то должны изъясняться на их языке, пусть и коряво. В крупных городах и туристических центрах, типа Праги или Крумлова, ваш английский поймут, все-таки это их хлеб, но вот спросить дорогу в глубинке Чехии или Германии лучше на родном языке, да и меню в кафе не всегда имеет английский дубликат. Поэтому были куплены соответствующие разговорники. Их, в общем-то, хватило для повседневного общения, но вот для заказа блюд нелишними были бы словари, так как понять, что же написано, с помощью разговорника можно было не всегда. Названия блюд не особо содержательны, а расшифровка по словам не совсем передает смысл. Пример — в Вене пошли в местную кафешку, относительно недалеко от центра города. Сначала меня удивило отсутствие меню, даже при просьбе его принести. Немного подумав, мы сошлись на том, что здесь кормят бизнес-ланчами и выбора у них нет. Попросили объяснить, что же это такое. Из потока слов «мясо», «корова», «хлеб», «тесто» и «готовить» складывалась мутноватая картинка в виде пельменя или бутерброда с говядиной, но все-таки решили взять. В итоге нам принесли вареную говядину и хлебный мякиш, вареный в том же бульоне.

Для облегчения езды и ориентации в пространстве был изготовлен маршрутный лист в виде таблички по дням с указанием места, его описание в 2-3 словах, координаты и пробег от предыдущий точки. Вообще, маршрут составлялся так, чтобы пробег за день не превышал 200-300 км, но это был идеал, к которому хотелось стремиться. Реально получалось больше. Практически на каждый день помимо основного маршрута были дополнительные точки, на наш взгляд менее интересные и куда можно было попасть при наличии лишнего времени. Скажу сразу, что такого не было почти никогда :).

Навигатор

«TomTom One». К нему была куплена родная карта Центральной и Восточной Европы за 50 евро. За время поездки подвел только два раза: один раз прощается, так как вел нас по кольцевому перекрестку в Польше, где строили эстакаду и перекрыли кольцо, второй раз он водил нас по дебрям Германии в районе города Зигмаринген вместо явной трассы. В общем, достаточно надежная штука, но в городе лучше ориентироваться по карте и знакам указателя на центр. Да, освойте его дома, в том числе и экзотические функции типа «ехать через точку на маршруте», «ехать в объезд дороги», «переключение между режимами «автомобиль и пешеход»» и т.п. Может пригодиться, если дорога в горах будет перекрыта (такое бывает), нужно рассчитать время прибытия в гостиницу с заездом в последнюю точку интереса или оставить машину в незнакомом городе и искать точку интереса пешком, а потом и саму машину :).

Связь

Была куплена туристическая симка «Googline» для связи с родственниками и разговора с гостиницами. Реально дешевле роуминга. Работает по следующему принципу — европейцы договорились, что внутри себя за роуминг не дерут много денег, поэтому они их много дерут с приезжих. Симка эстонская и не работает в России. Поэтому звонок на эту симку из России дорогой и считается звонком в Эстонию. Звонок с этой симки построен на ожидании вызова — посылается запрос не на установление соединение, а на перезвон. Поэтому вы всегда имеете входящий звонок и фиксированный тариф. А вот ваш партнер по разговору платит как за исходящий звонок. Поэтому выгодней всего писать СМС, этого достаточно, а денег уходит мало.

Подготовка документов. Немного поковырявшись в документации, заявлениях наших чиновников и форуме, пришел к выводу, что моих старых прав (бледно-рыжая карточка) хватит, чтоб колесить по Европе в тех странах, куда собрались. Документальное подтверждение — пункт в Венской Конвенции о том, что все национальные удостоверения стран участниц так же действительны на всей остальной территории стран-участниц до тех пор, пока все не перейдут на единый стандарт. Права жены (новые, сине-розовая карточка) полностью соответствуют Венской конвенции и, стало быть, действительны без ограничений. ВНИМАНИЕ, среди стран Европы есть три, которые эту конвенцию не подписали — Нидерланды, Мальта и Ирландия. При поездке туда нужно оформлять международное. Так же, если у вас есть некие хитрости с документами собственности (например, вы катаетесь по доверенности), то нужно озаботиться нотариально-заверенным переводом доверенности минимум на английском, а лучше — на всех национальных языках, куда собрались ехать.

Так же вычитал, что в Европе сильно заморочены по части экологии. Конкретно, в отдельных городах Германии (крупные города Восточной Германии и практически все в Рейнской долине, подробнее тут для въезда нужно иметь соответствующий уровень сажи в выхлопе, что отмечается спецнаклейкой на лобовом. Какие-то похожие заморочки были в Чехии (хитрые знаки на дорогах крупных городов в виде бело-зелено-белых полос), но про это ничего не знал, потому и не беспокоился. В список точек посещения занес отделение Декры, которое может эти самые наклейки выдавать. В общем, как оказалось, всем машинам, зарегистрированным не в Евросоюзе, такая наклейка не нужна. По крайней мере, за все время поездки ни один полицай ко мне не докопался, хотя штраф для местных за ее отсутствие приличный — около 50 евро.

Была сделана помимо основной карты дополнительная ката «Visa», куда закинули сумму, позволяющую вернуться из любой точки путешествия на родину. С нее денег не снимали в принципе, она лежала отдельно «на всякий пожарный».

Так же на всякий случай была поменяна наличная сумма денег на 1 000 евро и 3 000 чешских крон (примерно 5 000 руб.). Сумма была взята для наличных расчетов и просто на случай отказа терминала оплаты (один раз такое все-таки случилось). Попытка поменять в Москве злотые провалилась — этим никто не занимался, кроме пары обменников с сомнительным курсом. Кроны меняли в «Первом Чешско-русском банке».

Подготовка машины

Пока на гарантии, заехал на ТО-45 к официалам, дополнительно поменял один опорный подшипник по гарантии и один за свои деньги. Эти нехорошие люди мало того, что в гарантийном заказ-наряде рисуют стоимость нормочаса в 1,5 раза меньше, так и еще накидывают время операции на 0,3 нормачаса. Я вот думаю, может, стукануть на них в НМР, чтоб не занимались таким открытым мошенничеством :). Купил лампочки, жилет, компрессор.

Никаких антирадаров не покупал, считаю это лишним. Езжу по России 110-120, максимум 130, населенку сбрасываю до 70-80. Быстрее расход становится некомфортным, да и завывание ветра на достаточно высокой машине снижают общий комфорт.

Итак, поехали :).

День 1. Москва—Брест, 1 100 км

Выехали утром, часиков в девять, выспались. Дорога от Москвы до Минска везде четырехполосная, достаточно хорошая, но хватало дачных пробок, после Голицыно поток поехал.

Трасса идет через населенки, стоит много полицейских и их муляжей. Будьте внимательны, следите за встречным потоком — моргают довольно регулярно.

Приехали на границу с Белоруссией, вспомнили, что забыли взять еды даже перекусить. Белорусской наличности не хотелось менять (там сейчас с деньгами та еще пятая точка — менять можно только в банках, за расплату в валюте могут привлечь, курс денег бывает довольно нестабилен), поэтому вооружились картой Visa и поехали искать магазины, где есть карточные терминалы. Первый же на трассе с говорящей надписью Shop, Kafe и Bank, не доезжая до поворота на Оршу, принимал карты, но внутри… настоящий советский сельский магазин, с ордами мух, колоритной продавщицей и полупустым прилавком. Расстроенные, купили мешок сухарей и поехали дальше.

По объездной проехали Минск, доехали до Барановичей, где-то там пообедали, расплатившись картой. Вообще, придорожный сервис в Белоруссии, особенно питание, развит не особо так хорошо, кафе с карточной оплатой встречаются нечасто, на заправках за валюту налом купить можно только бензин, остальное только или картой или белорусскими рублями. С банками, где эту самую валюту можно поменять, напряг, в том числе и на трассе. Вот и приходиться изворачиваться, как получается. А если глобальней — вообще с заведениями питания там довольно плохо. Они достаточно хорошие, дешевые (за 300-400 российских рублей на двоих можно очень даже хорошо пообедать двоим), но их крайне мало. Настолько, что там, где мы обедали, местные играли свадьбу на втором этаже.

Бензин после майского обвала сровнялся в цене с российским, в стороне от трассы можно поискать и дешевле, только искать придется долго.

Трасса хорошая, первые километров 50 ограничение «90» и встречаются перекрестки, дальше полноценная магистраль с формальным ограничением «120» для легковушек. Дорога платная, всего четыре пункта оплаты по 20 рублей. Если честно — не жалко отдать 80 рублей за 600 км по прекрасной дороге. На обратном пути платили уже по 21 рублю, так что оплата подорожала, но ненамного. Принимают ее только в валюте (евро, доллар или рубль), можно картой. Берите с собой мелочь.

После обеда решили позвонить насчет квартиры в Бресте. Увы, сделали мы это слишком поздно и, несмотря на все договоренности, квартира была сдана прям перед нами. Тихо ругнувшись, спросили альтернативу, нам предложили рядом другую квартиру на тех же условиях. Немного поплутали по Бресту, доехали, оставили машину во дворе и завалились спать. Квартира очень хорошая, нам понравилась. Цена вопроса — 1 000 рублей.

В ообще, почему решили жить именно так — на квартире и в Бресте. Во-первых, хотелось просто поспать, не утомляя себя стоянием на границе и последующим поиском места для ночлега (хотя, проезжая утром, видели их много). Во-вторых, цена — в Бресте это просто в минимум в 1,5 раза дешевле. В-третьих, гостиничный бизнес развит в союзной стране, ну, очень плохо. Гостиницы есть, но их мало и они просят на уровне хороших пансионов Чехии с советской мебелью и обслугой. У нас был опыт такого проживания под Минском весной, там мы заселились в такое заведение, но это стоило 550 рублей и соотношение цена/качество было оптимальным.

Квартира в Бресте.

В общем, если хотите так останавливаться, то ищите квартиры, это наиболее удобный вариант. Только точно обговаривайте, как будете платить, когда и кто должен позвонить с подтверждением о заезде.

Расходы:

• бензин (840+675+1050) = 2 565 руб.
  • продукты на заправке — 135 руб.
  • сухари — 34 руб.
  • ужин в кафе — 410,5 руб.
  • трасса М1 — 80 руб.
  • квартира (Ореховая ул., д. 44) — 1 000 руб.

ИТОГО за день: 4 224,5 руб.

День 2. Брест — Тересполь — Радом — Краков — Чески—Тешин

Встали, перекусили, чем нашли у себя и поехали на границу. В Бресте висят указатели на Варшаву, можно ехать по ним, можно по навигатору, забив туда Тересполь. При въезде на таможню стоит человек и направляет поток через промежуточные стоянки. Их там три, и мы пристроились за немцем, уверенно петлявшим через заборы и ворота. Стоянки на наше счастье были пустыми, поэтому сразу поехали к границе.

На въезде в сам пост стоит еще один пограничник и выдает бумажку, представляющую собой сильно урезанную декларацию, в которую вписывает вашу фамилию. Едем дальше, подъезжаем к посту. Тут нужно решить, куда вставать — в зеленый коридор или красный. Если нет вещей к декларированию, то в зеленый, если есть — то в красный. Список вещей к декларированию довольно часто меняется, особенно в части провозимого алкоголя, тут лучше обращаться к первоисточнику. Общее ограничение — вес вещей на человека, серая аппаратура, алкоголь, табак, и, внимание, бензин! Его можно вывозить в канистрах, но не более десяти литров на машину. Встаете в нужную очередь (мы встали в зеленую), ждете, пока пограничник не запустит всех в досмотровую зону. После этого берете документы (зеленую карту, свидетельство о регистрации, паспорта) и ищете транспортную инспекцию. Они ставят печать в выданной бумажке, после чего ищите погранца, и отдаете ему паспорта на оформление. После этого идете к машине и ждете, пока их отдадут. Далее, появляется он в сопровождении таможенника, просит открыть машину, немного поковыряется в ней и затем отпускает вместе со всеми документами. Выезжаете с поста, перед самым мостом через Буг стоит другой погранец, ему отдаете бумажку, выданную ранее, предварительно расписавшись в ней.

Белорусов прошли по зеленому каналу, проехали мост, встали в очередь у поляков. Стояли долго, хотели сходить в туалет у погранцов, а он платный! И в злотых :). Пришлось потерпеть. Там нас промариновали чуть дольше, чем у белорусов, обстучали колеса на машине, после чего выпустили. На обе таможни ушло два с небольшим часа.

Выехали с поста, забили координаты Кракова и поехали. Первое впечатление — здесь все другое. Второе впечатление — одна большая деревня. Все дороги, включая транзитные, двухполоски и через населенки. Встретили по дороге банкомат, сняли 200 злотых (примерно 2 000 руб.) и пошли искать, где поесть. Поели в придорожном кафе (тут пригодился польский разговорник) и поехали дальше.

Банкомат в Польше, километрах в 10 от границы.

Мама родная, вот уж не думал, что действительно все так плохо. Ощущение большой деревни не покидало меня аж до Радома. Длина пути по населенкам совпадала с длиной пути по трассе, причем в каждом втором селе стоят радары, о чем заботливо предупреждали развешенные знаки. Очень выматывает, больше нет желания ехать в Северную и Среднюю Польшу. После Радома дорога расширилась, появилась обочина, а чуть дальше, около Кельце, это даже переросло в четырехполоску, но не надолго, снова началась двухполоска.

Так выглядит магистраль по-польски. Таких дорог в стране 99%, за исключением двух платных трасс Краков—Вроцлав и Лодзь—Берлин.

С горем пополам доехали до Кракова. Дело понемногу близилось к вечеру, но город хотелось посмотреть. Заехал в центр, покрутились по улочкам и начали пристраивать машину. Вот тут мы и познали, что такое парковка в историческом центре. Везде запрещающие сигналы, Оксана заприметила место, но оно было очень подозрительно перечеркнуто белой краской на брусчатке, хотя рядом на такой же разметке стоял «Опель». Что-то в моем мозгу щелкнуло и мы поехали дальше. Пристроились около памятника Грюнвальдской битве на площади Яна Матейки и дальше пошли разбираться с парковкой, так как заприметили автомат. Начались трудности — в разговорнике со словами про парковочный автомате туго, какие кнопки нажимать — непонятно. Помог проходивший мимо поляк, который сам спросил, все ли я понимаю. Перейдя на английский, я смог его понять, что парковка платная только в рабочие дни, а было воскресенье и платить ничего не надо. Поблагодарив его, отправились смотреть Вавель. Идя мимо злосчастного «Опеля», обнаружили у него на колесах колодку, которые успели поставить местные полицаи. Поблагодарили судьбу за то, что избавила нас от таких приключений и пошли в замок.

Памятник героям Грюнвальда.

Брбакан Краковского замка.

Ратуша Кракова.

Краковский кафедральный собор.

Часовая башня рядом с ратушей

Собственно, замок там достаточно условный, есть несколько руин стен и башен, но внутри цел старый город, который очень красив. Местные сувениры довольно дешевые, набор из трех деревянных шкатулок стоил 52 злотых.

Побродили по городу, к сожалению, так и не дошли до Вислы, так как было уже темно и нужно было ехать. Забил в навигатор гостиницу, и тот бодро нарисовал, что пилить мне еще часа три… Моему шоку не было предела, ведь по карте там всего 150 километров. Потом вспомнил, по каким дорогам ехал весь день и понял, что время он посчитал правильно :(. Жена взяла трубку, позвонила в гостиницу и ей повезло — там был русскоговорящий голос, который мы приписали чеху, еще помнящему русский.

Поехали через вторую платную дорогу во всей Польше от Кракова до Мысловице. За 60 километров содрали 16 злотых, что после белорусских расценок повергло в уныние. Ограничение в 130 было формальным, так как это единственное место, где местные поляки (до трассы Лодзь—Берлин далеко) могут испытать всю мощь своих машин и потому мимо нас бодро, не смотря на дождь и почти ночь, пролетали машины по 180 км/ч. Перехватили картошечки в местной забегаловке на трассе, поехали дальше.

Ночь. Граница Польши и Чехии, объездная вокруг польского Цешина и чешского Чески-Тешин. В здании бывшего погран. перехода пытаемся купить виньетку на Чехию, но у них нет:(. Расстроенные, едем дальше до гостиницы, не зная, где ж тут начнутся те самые платные дороги. Наконец доезжаем до гостиницы и… внезапно, в столь отдаленном месте нам открывает дверь кореянка! Весьма скромно владеющая английским и чешским (или мы ими так скромно владели), начинает выяснять, кто мы такие и откуда. Потом догадалась набрать трубку, и тот же русский голос нам все разъяснил, мы договорились насчет завтрака. После чего пошли заселяться, попутно удивляясь чистоте здешних коридоров и номеров. Видимо, у корейцев это в крови.

• обед — 300 руб.
  • сувениры — 520+330 = 850 руб.
  • платная дорога — 160 руб.
  • магазин + подарки — 840 руб.
  • ужин+мороженое+магниты — 2 000 руб.
  • бензин — 1 664 руб.
  • гостиница — 2 250 руб.

ИТОГО за день: 5 900 руб.

День 3. Чески-Тешин — Оломоуц — Мацоха — Брно

Встали с утра, так и не нашли общий язык с кореянкой. Пошли завтракать и тут выяснилось, что этот самый завтрак нам привез кореец (!), который с нами вчера разговаривал. Пока ели, выяснили, что он русский язык выучил, пока торговал на рынке в России, потом перебрался сюда, здесь держал туристическую компанию, но сейчас переключился на гостиницы и держит их тут уже две. В общем, не самый короткий путь был у него. А мы двинулись дальше.

Покружились по местным селам, боясь случайно не выехать на магистраль без виньетки. Нам рассказали, что платная дорога только от Остравы и что по дороге на нее можно на любой заправке купить виньетку, что мы и сделали, взяв на десять дней.

Надо сказать, платные дороги в Чехии не особо блещут качеством. Бетонные плиты и положенный сверху асфальт, белорусские дороги и трассы типа Новорижского шоссе лучше. Но для страны, где местность горная или очень холмистая, даже такие очень хорошо, в чем мы убедились сами ближе к вечеру.

Оломоуц (49.593841,17.250552). Приехали, поставили машинку на платную стоянку, пошли гулять. Не очень известный среди российских туристов город, чистый и опрятный. Очень хотелось посмотреть Чумной Столб, поставленный тут в избавление от этой страшной болезни. Ну и сам центр города тоже.

Чумной столб в Оломуце.

Креатив местных художников — динозавр собран из старых клавиатур и плат.

Собор Оломуца. Все здания в городе органично вписаны в скалистый ландшафт.

Выехали из Оломоуца в сторону пропасти Мацохи и Пункевских пещер (49.373056,16.729722). Съехали на обычные дороги Моравского карста, и тут мы ощутили, что такое горные дороги на автомате! Серпантин на второй передаче и двигателем тормозится не особо охотно, приходилось на поворотах подключать тормоза. Дорога, по которой нас вел навигатор, оказалась перекрыта, поэтому ехали в объезд. К сожалению, приехали поздно и в сами пещеры не попали, поэтому посмотрели только пропасть. На смотровую площадку вход платный, но и виды там потрясающие! Смотрится жутковато, но красиво.

Дно пропасти Мацохи, глубина 138 метров.

Типичные провинциальные дороги в Чехии.

После этого отправились в Брно ночевать. При въезде в город была смотровая площадка, откуда открывался потрясающий вид на долину.

Доехали до гостиницы, разместились, номер оказался крутым, с балконом, внизу можно было поесть, что мы и сделали.

Панорама Брно со смотровой площадки.

Вид из номера.

Балкон номера.

Номер в Брно.

Расходы:

• виньетка — 350 Кр = 560 руб.
  • парковка — 40 Кр = 64 руб.
  • туалет — 8 Кр = 13 руб.
  • парковка — 20 Кр = 32 руб.
  • бензин — 944 Кр = 1 510 руб.
  • ужин — 500 Кр = 800 руб.
  • гостиница — 50 EUR = 2 250 руб.
  • сувенир монетка — 80 руб.
  • парковка в Пункевских пещерах 20 Кр = 32 руб.
  • билет на смотровую (Мацоха) 40 Кр = 64 руб.

ИТОГО за день: 5 310 руб.

День 4. Брно — Лихтенштайн — Вена — Кройценштайн — Брно

Встали, поели и поехали в сторону Вены. На границе купили виньетку уже для Австрии на 10 дней и поехали дальше, заодно освежив в памяти немецкий язык. Австрия поразила нас огромным количеством ветряков и узостью улочек, по которым маневрировали фуры. Может, был более правильный маршрут, но навигатор повел нас напрямую, через Микулов.

Машина впереди — Ауди Q5, тащит прицеп с бассейном. В России такая картина фантастика, но здесь – реальность

Так как сначала хотели посетить замок Лихтенштайн (48.091041,16.267077), то проехали Вену транзитом (объездная Вены, как таковая, отсутствует, магистраль проложена чуть в стороне от центра города, правда, без светофоров и с небольшим числом развязок).

Доехали до замка, был будний день, поэтому посетителей почти не было. Походили по окрестностям, пофотографировались, взяли экскурсию, походили по замку.

После замка двинули в Вену. Ехали в центр города, голодные, думаем, где б поесть. Но сначала нужно разобраться с парковкой. Остановились, я вышел начал расспрашивать местную женщину, та честно призналась, что машины у нее нет, но обещала помочь с переводом всяких табличек. Походив с ней и посмотрев на другие тачки, совместно мы поняли, что там нужен хитрый талон, которые, как она сказала, можно купить в табачном киоске. Поспрашивал, где такие есть в округе, у нескольких людей — никто не знал. Стало грустновато, поехали дальше, увидели значок подземной парковки (как обычная парковка, только с крышкой над буквой «Р»). Так как подобным чудом ранее не пользовались, то остановились в сторонке и начали изучать, как же заставить его работать. Картинки были весьма информативные — аппарат принимал карточки Master Card и Visa. Подъехали, вставили карту, ворота открылись. Едем по эстакаде, выехали куда-то, начинаем крутится и ба, русский голос с предложением помощи. Это оказался соотечественник в командировке. Сказал, как поставить машину, где центр. Вышли наверх и двинулись в сторону центра.

По дороге поели непонятных блюд (см. выше), пошли в центр. Сама по себе Вена очень красива, но здесь обыденно относятся к тому, что в городе много достопримечательностей и часто рядом строят то концертную площадку, то экран для кинофестиваля. В общем, портят исторический облик города, пытаясь совместить историю и реальность. Если кто помнит, была такая реклама пива какого-то, где «пивовар Гюнтер Штольц очень хотел увидеть Москву, но в результате смотрел на строительные леса Храма Василия Блаженного». По городу передвигаются в основном на велосипедах и трамваях, которые ходят тут с интервалами максимум в 5 минут и скорее напоминают поезда, так как редко состоят меньше, чем из 3 секций. Очень непривычно обилие велосипедных дорожек — идя по тротуару, нужно постоянно осматриваться, не вышел ли ты на нее, а то могут запросто сбить.

Ближе к вечеру засобирались обратно в Брно и решили заехать в еще один замок, Кройценштайн (48,37886 16,30880), благо он почти по дороге. Он оказался очень красив, даже в 9 часов вечера, когда заметно потемнело, но посещение было несколько стремноватым. Для начала парковка замка содержала пространную надпись на немецком, из которой мы поняли, что все вокруг частная территория и парковка только для посетителей то ли самого замка, то ли клуба в этом замке и что нужно постоянно улыбаться, ибо нас снимают. Тем не менее, оставив машин внизу, мы поднялись наверх. Все оказалось, как в сказке — башни, подвесные ворота, ров — но, к сожалению, все это только снаружи. Минут 15 походив вокруг, мы обнаружили табличку о том, что нас продолжают снимать и что в вечернее время территория охраняется собаками. Оксана своим более тонким слухом услышала приближение четвероногих друзей (а может, врагов) и справедливо заметила, что объяснить немецким собакам, кто мы такие, будет непросто, поэтому мы быстренько свернулись и двинули обратно к машине.

По возвращению в Брно хотели поужинать прям в гостинице, но нас расстроили, сказав, что повар уже ушел и нас могут только напоить чаем и пивом.

Расходы:

• виньетка — 7,9 EUR = 360 руб.
  • экскурсия в Лихтенштейн — 7 EUR*2 = 600 руб.
  • обед+десерт (Вена) — 6,4 EUR *2 = 800 руб.
  • магниты — 5 EUR *2 = 400 руб.
  • экскурсия в соборе Св. Стефана + весы — 60 cent = 27 руб.
  • мороженое — 1,8 EUR *2 = 160 руб.
  • кружка (сувенирная) — 10 EUR = 450 руб.
  • парковка — 15,5 EUR = 700 руб.
  • магазин — 4 EUR = 160 руб.
  • ужин — 70 Кр = 115 руб.
  • гостиница — 50 EUR = 2 250 руб.

ИТОГО за день: 6 050 руб.

День 5. Брно — Литомишль — Кутна-Гора — Троски — Либерец

С утречка решили все-таки осмотреть сам Брно. Заехали в центр, посмотрели на главный собор города. Выглядит массивно, особенно, если учесть что он стоит на вершине горы.

Двинулись на север. Магистралей здесь нет, поэтому долго петляем местными дорогами по горам и холмикам. Вообще, раньше думали, что Чехия — это равнинная страна, однако это не так. У нее есть плоские участки, но они сосредоточены в основном в центре страны, а по границам расположены весьма гористые участки. Так и сложилось, что центральная Богемия — это аграрный регион, а вот Моравия и окраинные земли — в основном промышленные. За них потом и шла дележка сначала с немцами за Силезию и Карловарский край, с австрийцами за Плезнь с заводами Шкоды по производству танков и оружия а уже потом грузовиков и машин, потом с поляками за Тешинскую землю. В общем, неспокойные соседи им достались, как ни крути.

Литомишль (49,87331 16,31318). Очень своеобразный замок, внутрь не пошли, он очень красив снаружи и чем-то напоминает Италию. Интересное оформление стен в технике сграфитто — это когда идет штукатурка разных цветов по слоям и рисунок получается процарапыванием до нужного слоя. В местном магазине прикупили сувенирных пряников, которыми славится Пардубицкий край и которые отлично пролежали еще три недели. Правда, в пищу после таких испытаний употреблять бы не решились, а так — пряничная модель BMW — это круто.

От Литомишля двинулись на Кутну Гору. Там посмотрели основные местные достопримечательности — собор святой Варвары (49,94606 15,26417) и костницу (49.961733,15.288072). В местных сувенирных лавках даже надписи на русском, так что эту землю соотечественники посещают ну очень часто. От костницы ощущение двоякое — как никак кости живых людей выставили на показ, тем более, кости умерших от чумы. Но красиво по-своему.

Едем дальше в заповедник Чешский рай. Не доезжая до центра города Турнова, есть крепость Троски (50.51625,15.230833), от которой осталось две башни. Приехали мы поздно, все было закрыто, полазили по окрестностям и поехали в гостиницу.

Ночевали на окраине Либереца, в частном секторе. Маленькая гостиница, рядом народная и весьма демократичная по ценам пивная.

Расходы:

• бензин — 835 Кр = 1 350 руб.
  • обед — 470 Кр = 750 руб.
  • магниты (Кутна гора) — 100 Кр = 160 руб.
  • илочки 2 шт. (богемское стекло) = 300 руб.
  • бензин — 788,5 Кр = 1300 руб.
  • вход в Костницу — 120 Кр = 200 руб.
  • ужин — 490 Кр = 790 руб.
  • гостиница — 44 EUR = 2 000 руб.

ИТОГО за день: 6 900 руб.

День 6. Либерец — Троски — Прага

Встали и поехали на осмотр Либереца. Вообще, это малоизвестный город для туристов из России, хотя у него есть пара хороших достопримечательностей. Во-первых, это поразительная по своей красоте ратуша, и, во-вторых, телебашня весьма футуристичной формы. Сам по себе городок до середины 20 века был столицей судетских немцев, что оставило серьезный отпечаток на архитектуре. После известных событий, когда за пару месяцев всех немцев выселили по итогам Второй Мировой войны по схеме «чемодан, вокзал, Германия» декретами Бенеша во избежание в дальнейшем прецедентов наподобие Мюнхенского сговора, город стал чисто чешским, а о немецком прошлом напоминает только архитектура. Тогда с помощью права народа на самоопределение страна лишилась чуть ли не трети всей промышленности. Вообще, вопрос переселенцев и их прав на имущество отравляет жизнь чехам и немцам до сих пор. В частности, вступление в Евросоюз Чехии проводилось особо, с учетом именно этого вопроса. Но и немцы об этом не забывают, однако, об этом чуть позже.

Это автобусная остановка :).

Погуляв по Либерецу, двинулись на Троски. Там поставили машину и пошли по крепости. Народу — не продохнуть, но вид на окрестности завораживает. Из туристов — только местные чехи и немного немцев. Вообще, природные заповедники Чехии очень красивы, обычно это практически дикий сплошной лес в горах, но невысоких, таких, что подлесок в виде травы и мха еще держится. Практически все приграничные горы имеют в своем составе такие заповедники, через которые можно проехать на машине и полюбоваться ими.

Из Троски двинулись в сторону Праги. Заселились, пообедали у метро, купили билет на метро и поехали кататься в центр. Это город достаточно известный, за день посмотрели Старое место, Карлов мост и Пражский град, после чего поехали ночевать. Минус — очень много туристов, ну просто толпы. У меня сложилось впечатление, что чеха там найти сложнее, чем иностранца. К сожалению, за популярность приходится платить.

Гостиница оказалась средненькой. Вместо обещанной частной парковки дали кусочек улицы метрах в 50, сказав, что там тоже можно ставить. Звукоизоляция было плохой, когда в 3 часа утро начали заселятся соседи, было слышно абсолютно все.

Расходы:

• парковка — 15 Кр = 25 руб.
  • билеты в крепость Троски — 120 Кр = 200 руб.
  • открытка (Троски) — 8 Кр = 160 руб.
  • сувениры в Праге = 700 руб.
  • смотровая на башне — 200 Кр = 320 руб.
  • обед — 490 Кр = 790 руб.
  • парковка Троски — 60 Кр = 100 руб.
  • мороженое в Праге — 100 Кр = 160 руб.
  • метро — 220 Кр = 350 руб.
  • гостиница — 39 EUR = 1760 руб.

ИТОГО за день: 4 410 руб.

День 7. Прага — Карлштейн — Конепрусские пещеры — Прага (Вышеград — Кржижиковы фонтаны)

С утра позавтракали и поехали на юго-запад Среднечешского края. Первым стоял в списке замок Карлштейн (49,9376 14,1849), который является частью большого природного заповедника, включающего в себя и Конепрусские пещеры (49.915641,14.070053). Замок красивый, вид на окрестности поражает.

Конепрусские пещеры. Вообще, изначально они стояли совсем особняком на крайний случай, если будет время. И вот время появилось, а неудача с Пункевскими пещерами подтолкнула к тому, что пещеры надо посмотреть, тем более, что ехать туда совсем недалеко. Красота оказалась неописуемой. Жена сравнивала с Абхазскими пещерами и не нашла для себя ничего необычного, для меня же это было впервой и выглядело потрясающе!

После пещер двинулись обратно в Прагу, где пообедали и бросили машину, после чего опять на метро тронулись в центр города, но на сей раз в менее известный у туристов Вышеград. Это район южной части Праги, где находится еще одна возвышенность с крепостью и собором и где гуляют сами пражане. Там повстречали молодоженов из России :).

Дело шло к вечеру, из Вышеграда на метро в темпе вальса поехали смотреть на Кржижиковы фонтаны. Красота неописуемая! Танцующие фонтаны под музыку + перед тобой на водяной экран проецируют картинку и танцуют балет. Потянуло на романтику :). В общем, посетите, не пожалейте 300 крон. С 20 до 24 часов, ежедневно длительность представления — 1 час.

Расходы:

• парковка Карлштейн — 80 Кр = 130 руб.
  • билеты в Карлштейн — 80 Кр = 130 руб.
  • сувениры — 330 Кр = 530 руб.
  • мороженое+булочка — 80 Кр = 130 руб.
  • парковка в Конепрусских пещерах — 30 Кр = 50 руб.
  • вх.билет в пещеры — 300 Кр = 500 руб.
  • туалет — 20 Кр = 32 руб.
  • обед — 500 Кр = 800 руб.
  • фонтаны — 400 Кр = 640 руб.
  • вода — 13 Кр = 20 руб.
  • метро — 220 Кр = 350 руб.
  • гостиница — 39 EUR = 1 760 руб.

ИТОГО за день: 5 150 руб.

День 8. Прага — Кенигштайн — Бастай — Дрезден

Говорим до свидания Праге, едем на север, в сторону Дрездена. На границе в районе ремонта дороги на обочине бегал и махал руками какой-то мужик рядом с мерином. Первым делом поинтересовался, русские ли мы. Потом начал совать свои визитки, размахивать перстнями и что-то просить помочь доехать до Берлина. Вспомнив о таких разводах, про которые уже неоднократно писали здесь, мы ему сказали «Нет» и быстренько поехали дальше. Через 5 километров увидели еще одного такого же, но даже не стали останавливаться.

Так, по магистрали, мы въехали в Германию. Граница, как таковая, отсутствует, если только здания старых постов напоминают о ней. И огромная надпись о правилах движения: за городом 100, в городе 50, на автобане 130 рекомендуется! Предвкушая возможность разогнать машинку до заявленных максимальных 170 км/ч, выехали с чешских дорог на автобан и… тут же уши наполнил стук колес — покрытие оказалось на бетонном основании и ехать стало не особо приятно, хотя местные регулярно летали мимо по 150 — 180 км/ч. Может, у них подвеска мягче и шумоизоляция лучше? В общем, с более-менее комфортной скоростью в 120-130 едем дальше.

Надо сказать, для первого дня в Германии была отдельная программа. Была суббота, но в связи с некоторой неизвестностью, как ездить по «экологическим» городам Германии, была поставлена цель получить экологическую плакетку (см. выше). Для этого был выбран один из филиалов Dekra (по-нашему, пункт ТО), который, по идее, эти штуки выдает. Приехали туда минут за 30 до закрытия, в 11:30, начали прояснять ситуацию, но нам ответили, что в выходной день такими вещами не занимаются и пригласили приехать в понедельник или съездить к автодилерам и попытаться получить эту штуку у них, причем необязательно ехать к дилеру «Ниссан», их должны выдавать в любом дилерском центре. Развернулись, встретили сервис «Ситроена», зарулили к ним и пошли разбираться что к чему. Общение на немецком на технические темы оказалось сложнее, чем я думал, но меня поняли и попросили предъявить документы на машину. Покрутив в руках СТС, немец воскликнул: «Ба, так у нас же есть русский механик!», и мы пошли в ремзону. Парень из Екатеринбурга несколько удивился, увидев нас, покрутил в СТС и сказал, что экологическая бумажка выписывается на вполне конкретный срок в зависимости от установленного катализатора. В ЕС эти данные пишутся в аналогах СТС и в общем случае не зависят от страны регистрации. У нас этого не пишут и потому эту бумажку они выдать нам не могут. На вопрос — а что делать с полицаями, нас успокоили словами, что морочится из-за 4 евро с нами вряд ли захотят. Несколько успокоившись, мы вышли из ремзоны, я попросил немца продать мне парковочные часы, на что тот, улыбнувшись, подарил мне их бесплатно. Дальше, потеряв так из-за непонимания законов 1,5 часа, двинулись по ранее намеченному маршруту.

Крепость Кенигштайн (50,9193 14,0585). Оплот Саксонских королей и самая крупная скальная крепость в этой части Европы. Лучше смотрите фото, они гораздо красноречивей!

Аналог «Родина-мать зовет» - вступайте в ряды фольксштурма.

По пути в Кенигштайн нас поймали тормознули полицаи. Вообще, делают они это своеобразно, я не сразу догадался, что это за мной. Они пристраиваются сзади к машине и включают красную светодиодную лампочку, которая настроена так, что в зеркале водитель увидит слово STOP. При этом ни мигалок, ни сирены не включают. После этого необходимо подыскать место для остановки и там остановиться. Почему так — в Европе очень туго с местом, поэтому там почти нет обочин. Остановка на дороге черевата пробкой, а в горной местности так это вообще опасно. Аналогично на автобане — остановка запрещена, поэтому нужно доехать до ближайшего съезда или парковки и встать уже там.

Они проверили в нас паспорта, поинтересовались алкоголем и сигаретами, после чего начали спрашивать документы на машину и международные права. Я им протянул свои старые права + СТС. На вопрос, где же международные, я честно ответил, что другие путешественники ездили так в соответствии с Венской конвенцией. Они залезли в свой «Фольксваген» проверять документы по базе, а я разговорился с одним из них, задавая интересующие вопросы. Во-первых, он подтвердил, что новые права действительно соответствуют всем требованиям Венской конвенции, а во-вторых, что экологическая плакетка нужна, но оштрафовать меня за то, что я не могу ее получить, у них вряд ли получится. В общем, он подтвердил слова механика и, забегая вперед, это действительно было так.

Итак, крепость. Дорога очень крутая, постоянно петляет, для желающих есть лифт. Наверху находится много обзорных площадок, музеев, и даже довольно не маленький замковый сад. Внизу, среди гор, пробивается Эльба, вокруг стоят столбчатые скалы — в общем, очень красиво. Знамениты колодец, который копали 30 с чем-то лет, платный, и мы решили на него не смотреть, так как впечатлений хватало с избытком. Спустились вниз, к машине, и поехали дальше, заехав по пути в магазин и закупившись едой.

Дальше наш путь лежал в Саксонскую Швейцарию, в Бастай (50,96643 14,06582). Это такой природный комплекс, опять-таки на берегу Эльбы, где между скал был переброшен мост. Место очень красивое, однако требует хорошей физической подготовки — лифтов там нет. А пешком ходить много.

Да, да, в чистом поле стоит светофор :).

Закончив осмотр Бастая, решили, что хватит на сегодня и двинули в гостиницу размещаться, а потом поехали смотреть вечерний Дрезден. Были неприятно удивлены после Чехии стоимостью еды, пришлось поужинать в «Сабвее». 20 евро за кусок мяса без гарнира — это перебор.

Расходы:

• парковка Кенигштайн — 4,5 EUR = 200 руб.
  • билеты в Кенигштайн — 12 Кр = 130 руб.
  • бальзам — 3 EUR = 135 руб.
  • магазин — 12,66 EUR = 560 руб.
  • парковка Бастай — 3 EUR = 135 руб.
  • ужин — 12 EUR = 550 руб.
  • парковка Дрезден — 3,5 EUR = 160 руб.
  • гостиница — 49 EUR = 2200 руб.

ИТОГО за день: 4 460 руб.

День 9. Дрезден—Мейсен—Берлин

Так как вечерний Дрезден оставил двоякое впечатление, то решили посмотреть его с утра. Вообще, он красив и ночью, и днем! Перехватили по немецкой колбаске и поехали в Мейсен. Туда решили заехать посмотреть на собор и замок, но заодно и приценится к знаменитому фарфору.

Нет, это не мечеть, это табачная фабрика.

Шествие князей — на стене изображены все правители этой земли.

Мейсен (51,16631 13,47173) очень красивый, маленький, я б сказал «классический», средневековый городок. В центральной части одна брусчатка, крутые узенькие улочки, фахверковые дома… В общем, красиво :). Замок однако большого впечатления не произвел. Зато произвели впечатления цены на фарфор. Простенькая небольшая тарелочка без затей и росписи стоила 7 евро за штуку. Присвистнув от такого, собрались и поехали дальше, в Берлин.

В Берлине первым делом вселились в номер, потом спустились вниз и начали выяснять у администратора, где тут можно поесть и как добраться до центра. Ответ нас несколько обескуражил. Нам сказали, что поесть вокруг можно только в турецких кафе (хотя жили мы на Бюловштрассе в пересечении с Потсдаммерштрассе, а это всего лишь в двух километрах от Бранденбургских ворот по прямой), а ближайшее метро тока строится, поэтому есть один путь — автобусом. Обедать шаурмой нас не вдохновило, поэтому сели на автобус, доехали до Потсдаммерплац, оттуда глянули на город со смотровой площадки, спустились и пошли гулять. Поели по традиции в «Сабвее» и двинулись дальше вдоль Унтер ден Линден. Надо сказать, центр города на фоне всего увиденного ранее оставил двойственные впечатления: красоты не так уж и много, а вот турков очень даже не мало. Рейхстаг, Бранденбургские ворота, немецкий и Французский соборы, Берлинский собор, ратуша и Александрплатц, после чего обратно поехали на метро. Администратор нам наврал, точнее, не сказал, что в 300 метрах есть другая станция, так что вечером все-таки совершили поездку в берлинском метро. О хитростях и сложностях такой дороги ниже в разделе «Общественный транспорт». Район гостиницы оказался полон гастарбайтерами и довольно мутными личностями, почему-то возникало чувство почаще проверять, на месте ли кошелек.

Расходы:

• парковка Дрезден — 2 EUR = 90 руб.
  • тюрингская колбаска — 2,5 EUR = 133 руб.
  • туалет — 1 EUR = 45 руб.
  • парковка Мейсон — 1,2 EUR = 100 руб.
  • бензин — 29 EUR = 1 300 руб.
  • магазин — 1,6 EUR = 72 руб.
  • ужин — 8,5 EUR = 390 руб.
  • мороженое+пиво — 5,5 EUR = 250 руб.
  • магниты — 4 EUR = 170 руб.
  • гостиница — 59 EUR = 2650 руб.
  • метро — 4,6 EUR = 210 руб.
  • автобус — 4 EUR = 180 руб.
  • панорама (Берлин) — 11 EUR = 500 руб.

ИТОГО за день: 6 100 руб.

День 10. Берлин — Потсдам — Лейпциг — Карловы Вары

Выехали с утра из Берлина, взяли курс на Потсдам, посмотреть парк Сан-Суси (52,40279 13,0402). Доехали, поставили машинку, пошли гулять. Красиво, но до Петергофа не дотягивает. В начале прогулки начался ливень, замерзли, хотели ехать дальше, но тут дождь закончился и пошли мы осматривать дальнюю часть парка.

Выехали из Потсдама в Лейпциг, посмотреть на памятник Битве народов (51,31248 12,4130), где начала закатываться звезда Наполеона. Смотрится монументально, я даже не знаю, с чем его сравнить. Если только с Рейхстагом в Берлине, но тогда это он похож на монумент, а не наоборот. Впечатляет своей грандиозностью, похожие ощущение были только в Вормсе. Купили себе очень интересный и редкий сувенир — музыкальную шкатулку с Марсельезой. Больше нигде в Европе не видели (хотя, может, плохо смотрели).

Один из крупнейших экскаваторов в Европе. Стрела около 100 метров.

На автобане тоже есть пробки!

Навигатор повел нас параллельно границе с Чехией по автобану, потом в районе города Аш мы попали в Чехию, там по магистрали от Хеба доехали до Карловых Вар.

Интересная особенность в дополнение к тому, что чехам достались неспокойные соседи — на всех мостах в примерно 200-километровой зоне от границ со всеми государствами (напоминаю, Германию окружают сплошь друзья по ЕС и НАТО) стоят вот такие знаки, на которых обозначена пропускная масса танков в тоннах для двух-и одностороннего движения. Похоже, эта страна никогда не переставала готовиться к войне. «Враки», — скажут многие: «Это наследие, оставшееся с коммунистических времен». Но нет, это не так. Эта фотография сделана не на границе с Чехией, а на границе с Голландией в городе Мюнстере (на границе с Чехией стоят такие же, отличие только в цифрах). А уж с голландцами и бельгийцами ФРГ дружило с момента основания. Да и не выглядят эти таблички потрепанными, их подкрашивают регулярно. Вот вам и основание для раздумий о пользе и реальности всяких международных договоров. Поляки и чехи так же думали в 37-39 годах, как и Сталин в 41.

Гостиница была далеко на окраине, хозяева общались на всех европейских языках, в том числе и на русском. Там же поужинали и пошли спать.

Расходы:

• магазин — 9 EUR = 400 руб.
  • парковка Сан-Суси — 6 EUR = 270 руб.
  • карта парка+туалет — 2,6 EUR = 120 руб.
  • сувениры — 12,5 EUR = 560 руб.
  • бензин — 39,5 EUR = 1800 руб.
  • музыкальная шкатулка — 5,5 EUR = 250 руб.
  • гостиница — 41 EUR = 1900 руб.
  • ужин — 14 EUR = 630 руб.

ИТОГО за день: 5 900 руб.

День 11. Карловы Вары—Локет—Пльзень—Писек—Глубока-над-Влтавой—Ческе-Будеёвице

С утра выехали, был почти полностью транзитный день. Заехали в рядом расположенный замок Локет. Очень специфичное место, старая крепость, которую осаждали нечасто, а под конец «карьеры» сделали тюрьмой. Внутри есть музей, посвященный этой самой тюрьме и средневековым пыткам. Словом, на любителя. Отдельный писк состоял в том, что пару камер приспособили под туалеты.

Магистралей в этой части Чехии нет, только от Пльзеня до Праги, поэтому ехали по обычным трассам почти по прямой.

Дорога была муторной, а главное, смешной. Навигатор постоянно указывал ориентир для поворотов город Писек, что через пару часов уже вызывало истерию с желанием поскорее этот город увидеть. Наконец, все проехав, добрались до Глубоко-Над-Влтавой (49,05115 14,44155). Обалденное место! После того, как разобрались с парковкой (см. ниже), пошли наверх. Замок прекрасен как внутри, так и снаружи обязательно возьмите экскурсию. Внутри он отделан деревом тончайшей резьбы, которая вызывает восхищение.

Экскурсия закончилась, мы еще пофотографировались и поехали ночевать. Был тихий сельский пансион, завтраками не кормили, ужином тоже, поэтому съездили в соседний поселок, где был трактир. Оксана предложила порулить обратную дорогу, а я выпил пива. Если честно, то или я не такой ценитель, или нужно брать разливное пиво в тех местах, где знаешь, но особо сильной разницы между нашим и «ихним» (немецким, чешским) бутылочным пивом я не почувствовал, хотя покупал везде разное. Единственное, что меня впечатлило, это «СтароБрно» темное с четким карамельно-кофейным вкусом, но это на любителя.

Расходы:

• бензин — 729 Кр = 1200 руб.
  • парковка Локет — 30 Кр = 50 руб.
  • замок Локет — 180 Кр = 290 руб.
  • магазин — 100 Кр = 160 руб.
  • билеты Глубока-над-Вл. — 300 Кр. = 480 руб.
  • парковка — 100 Кр. = 160 руб.
  • гостиница — 30 EUR = 1350 руб.
  • ужин — 380 Кр. = 600 руб.

ИТОГО за день: 4 300 руб.

День 12. Ческе-Будеёвице—Ландсхут — Мюнхен

Перед отъездом из Чехии заехали в Чески-Крумлов. Интересно, но трудно сказать, что уж что-то выдающееся.

В этот день пробег был по большей части транзитным и в основном по автобанам. На Мюнхен ехали через Ландсхут. Жить в самом городе вышло очень дорого, поэтому пришлось взять гостиницу аж за 40 километров от центра, но по автобану это всего 15-20 минут.

В Мюнхене оставили машин и пошли смотреть старый город. В принципе, он там не очень маленький, но опять же, очень много туристов. Ненадолго заглянули в знаменитую Хофброй, старейшую пивную города, но там количество посетителей зашкаливало за все разумные пределы. Вообще, впечатление от Мюнхена было лучше, чем от Берлина.

Здесь придумывают «Бумеры».

Да, здесь очень много ездят на великах. Эта куча около остановки на метро.

На таком «Ситроене» катался Фантомас в середине 60-х. И сегодня такой дизайн смотрится неплохо, тогда же это был вообще космос.

Поехали в гостиницу, разместились, поели в автохофе (в переводе автодвор, стоянка для фур, где есть место для сна и еды, классом повыше обычной стоянки) неподалеку и легли спать.

Расходы:

• обед — 740 Кр = 1200 руб.
  • сувениры — 1 700 руб.
  • бензин — 1 142 Кр = 1800 руб.
  • парковка Мюнхен — 1,2 EUR = 54 руб.
  • булочки — 8,5 EUR = 380 руб.
  • футболки — 20 EUR *2 = 1800 руб.
  • туалет — 1 EUR = 45 руб.
  • гостиница — 56 EUR = 2500 руб.
  • ужин — 30 EUR = 1350 руб.

ИТОГО за день: 10 800 руб.

День 13. Мюнхен—Королевские замки (Нойшванштайн и Хоэншвангау)—Брегенц

На этот день было запланировано одно из самых главных событий — посещение так называемых королевских замков (47,55497 10,73931). Король Баварии Людвиг II слыл человеком странным и оставил о себе двоякую память. С одной стороны, он тратил средства на сумасбродные идеи, с другой — возводил прекрасные замки, которые стоят до сих пор и привлекают толпы туристов. Всего их три, два рядом (Нойшванштайн и Хоэншвангау) и третий — Линдерхоф — довольно далеко от них. В Линдерхоф мы не поехали, разумно рассудив, что тогда времени точно на все не хватит. Прямо с утра рванули в сторону замков первых двух замков и, подъезжая к ним, метрах в 500 от парковок встали наглухо. Проходящие мимо соотечественники сказали, что мест нет, поэтому пришлось разворачиваться и ставить машину в поле, как это делали все остальные.

Дальше — больше. Дошли до касс и встали в очередь. Там их две — одна продает билеты на Хоэншвангау, другая на Нойшванштайн и так называемый «королевский билет» на оба замка. Дело было около часа дня. Весь народ ломится во вторую кассу, в первой нет почти никого. Вдруг появился какой-то человек, который говорил, что на сегодня остались только экскурсии в 17 часов и лучше всем топать домой. Он показался провокатором и, оставив жену, я пошел в голову очереди. Там, на больших экранах показывались текущие очереди и, действительно, сейчас продавали только на 17 часов, а с учетом того, что впереди еще человек 100, так мы вообще никуда не попадали. Расстроенные, решили попасть хотя бы в один замок и купили билеты в Хоэншвангау. На каждом билете написано время посещения и номер экскурсии. Можно подняться наверх, походить по территории, а вот внутрь попадете только через турникет и только в обозначенное на билете время.

Мы просили русскоговорящую экскурсию (единственный раз за все время) с номером 182, но нам продали на аудиогидов с номером 181. Обнаружили поздно и решили разбираться на месте. Внутри есть три очереди и девушка распределяет, кого куда. Увидев наши билеты и узнав, что мы хотим на следующую экскурсию, нас без проблем отправили в кучку с номером 182. Потом пришла экскурсовод, которая все время только и делала, что ставила русскоязычную запись на магнитофонах. В общем, интересно, но довольно скромно жили тогда короли. Все три замка король Людвиг построил для вдохновения своего любимого композитора Рихарда Вагнера, у которого была отдельная спальня рядом с королевскими покоями. Правда, правительство Баварии этого не оценило, и Людвиг погиб при невыясненных обстоятельствах.

После Хоэншвангау двинулись в сторону Нойшванштайн. Так как турникеты только на вход в замок, то смогли обойти его почти со всех сторон. Если вам не интересно внутренне убранство, то на билеты можете вообще не тратиться, природных и рукотворных красот там и так хватает. После осмотра замка пошли на мост Мариенбрюке, откуда открывается чудесный вид на Нойшванштайн и водопад. Там, как всегда, куча народ, причем соотечественников узнаешь сразу — всегда хотят влезть в кадр, бормоча «Мне тут срочно надо» и негромко обзывая вас на русском, считая, что не поймете. И какие интересные у них глаза, когда они слышат корректный ответ :).

Дальше спустились к самому водопаду и прошлись по нему вниз. Очень красиво!

Спустились, дошли до машины и тут в голову ударила мысль сфотографировать ее на фоне гор. Развернулись, подъехали поближе, сфотографировали и тут жена заприметила мужичка в форме, который ходил у припаркованных машин и что-то там выписывал. Со словами: «Мотаем отсюда, пока он до нас не дошел», быстренько сели и поехали в сторону австрийской границы, где посмотрели еще один водопад (47,56187 10,6954) и поужинали. Местные законники оказались с юмором. Надпись при входе на мост: «Мост выдержит от 20 (толстых) до 30 (тонких) человек. Город Фюссен».

Позвонили в гостиницу, предупредили, что будем поздновато и поехали на ночлег. Мама дорогая, такого я еще не переживал! Если в Чехии мы ездили по небольшим горкам и днем, то тут уже смеркалось в 8 вечера и под конец нам подкинули вкусняшку — подъем по серпантину с уклоном в 16% на протяжении 4 километров, если верить знакам. Поставил третью передачу, потом понял, что не хватит и выставил вторую. Скорость 40 максимум, двигатель ревет на 3500 об/мин и чувствуется, что высота дает о себе знать — запаса мощности под педалью никакого. Оксана вжалась в сиденье и начала рассказывать, что такое видела только в Абхазии, но тогда было светло и ездили на УАЗике. Засада продолжается — ремонт дороги и светофор :). В Европе такое очень распространено — если остается только одна реверсивная полоса, то стоит пара светофоров, а не пара мужиков с рациями. Впридачу ко всему, началась гравийка.

Стою, жду зеленый, сзади пристраивается «паджерик» и тут на полном ходу на красный пролетает «мазда» с австрийскими номерами! «Вот или герой или дурак», — сказали мы вслух одновременно. Загорелся зеленый, начали трогаться. Теперь я знаю, как на автомате машины катятся назад — быстро и неожиданно. Дал газку побольше и вылетающие камни напомнили, что подо мной гравийка. Чуть-чуть убрал ногу и медленно начал карабкаться вверх. Как проехали эти четыре километра, так впереди появилась табличка, что сейчас так же будем спускаться с перевала. Опять на вторую передачу, тормозим двигателем, но этого не хватает, приходилось дорабатывать педалью тормоза. В общем, как доехали до домика, ноги дрожали. Жена сказала, что в Абхазии было страшно, но теперь она знает, что тогда были семечки, а страшно по-настоящему было сейчас.

Гостиница — большой частный дом, специализирующийся на горнолыжниках. В сезон стоимость зашкаливает, а вот летом можно жить по более разумным ценам. Чисто, аккуратно, красиво. Вообще, архитектура Германии очень разная. Дальше, когда поехали с юга на север вдоль Рейна, это стало особенно заметно. Дома строят по-разному и из разных материалов.

Расходы:

• экскурсия в замок — 21 EUR = 945 руб.
  • магниты — 7 EUR = 315 руб.
  • футболка — 14 EUR = 630 руб.
  • туалет — 1 EUR = 45 руб.
  • ужин — 40 EUR = 1 800 руб.
  • бензин+магазин — 42 EUR = 1 900 руб.
  • гостиница — 67 EUR = 3 000 руб.
  • вода — 4,6 EUR = 200 руб.

ИТОГО за день: 9 000 руб.

День 14. Брегенц—Боденское озеро—Замок Зигмаринген—Замок Гогенцоллерн—Замок Лихтенштайн — Штутгард

Сегодня планов у нас было много, поэтому встали пораньше и поехали. Захотелось немного расслабится, поэтому решили заехать на Боденское озеро. Приехали в Брегенц, оставили машину и 1,5 часа гуляли по набережной. Красиво! Но была одна маленькая неприятная деталь. В уличном переходе обнаружили надпись «CHECHEN». Интересно, они и сюда добрались, или это местные симпатизируют одному маленькому гордому народу, борющемуся за свою независимость в далекой России? Думается, в самой Европе собственных непризнанных государств хватает. Так что происхождение надписи осталось загадкой.

Закончилась виньетка на Австрию, поэтому настроили навигатор так, чтоб он не ездил по платным дорогам. Вообще, Брегенц стоит очень хитро, выходя к озеру между Германией и Швейцарией и через него ездят очень много транзитников. У него есть объездная дорога, но она включена в состав платных дорог Австрии и для проезда по ней нужна виньетка. Естественно, эта наклейка на всю Австрию швейцарцам не уперлась и они вместе с немцами ездили через центр города. Тогда австрийцы напечатали специальную виньетку только для этой трассы, которая в разы дешевле, но особой популярностью она не пользуется — весь центр города стоит, разве что фур стало меньше.

Наглые лебеди шугают мелочь. Местный аттракцион — покормить их с рук.

Такая тут РЫБА!

Так растет хмель для будущего баварского пива.

Проехали Брегенц, въехали в Германию и покатили в сторону Зигмаринген(48,08771 9,21611). Замок города был резиденцией одной из католических ветвей династии Гогенцоллерн, поэтому смотрится весьма и весьма внушительно. А речка под стенами замка — это Дунай :).

Смысл надписи — берегите природу, мать Вашу! Конкретно — Откройте Нашу лесную культуру. Как поможет брус 300*300, оформленный под скамейку это сделать — не ясно. Зато сразу понятно, что в этих местах леса много.

Пообедали, русскоговорящая официантка пояснила, что в меню в стоимость обеда входит тарелка салата на выбор. Это там очень распространено, так что спрашивайте, входят ли салаты в стоимость блюд.

Замок Гогенцоллерн (48,32336 8,9692). Туда приехали уже поздно, в районе 18 часов, но смогли уговорить поставить нашу машину бесплатно. Замок был родовой резиденцией Гогенцоллернов уже правящей ветви, теперь он частный и используется как гостиница и для проведения всяких мероприятий, типа концертов и свадеб. Забрались наверх, красотища, дух захватывает! Когда стали уезжать, навстречу повалил нескончаемый поток машин, видимо, там готовилось какое-то сборище, так что если кто хочет шикануть и устроить свадьбу или корпоратив в крутом месте — позвоните, можете попробовать договорится :). Правда, удовольствие это будет совсем недешевое.

Солнце клонилось к закату, но все таки захотелось посетить еще один замок Лихтенштайн (48,40422 9,2566), так как очень понравилась его фотка, но нас ждало разочарование — приехали вечером, там помещение было сдано под свадьбу и мы так и не поняли, откуда они смогли его так запечатлеть. Покрутились и уехали в гостиницу в Штутгард.

Этот город у нас большего всего известен тем, что там расположены штаб квартиры и основные производства «Порше» и «Мерседеса». Дорога к гостинице проходила аккурат мимо заводов Порша по производству двигателей. Жалко, не успели сфоткать, но сделано очень интересно — цех полностью открытый, с прозрачными стеклами и видно все внутри. Видимо, конкурентов не боятся. Рядом находится музей марки, но туда не пошли, так как залипнуть там можно надолго, а время дорого. До лучших времен отложим :).

Жилье оказалось нормальным, а вот со стоянкой косяк — то ли я не понял администраторшу, то ли она меня захотела надуть, но это была единственна гостиница с полной предоплатой и за стоянку было вроде как уплачено (не могу вспомнить подробностей, хоть тресни), однако мест там не оказалось и пришлось бросить ее на улице, благо, это было бесплатно. В общем, такое тоже встречается.

Расходы:

• магазин — 8,5 EUR = 380 руб.
  • парковка Боденское озеро — 3,6 EUR = 160 руб.
  • парковка Зигмаринен — 0,9 EUR = 40 руб.
  • обед — 30 EUR = 1350 руб.
  • экскурсия в Гогенцоллерн — 20 EUR = 900 руб.
  • колбаска — 1 EUR = 45 руб.
  • гостиница — 50,5 EUR = 2300 руб.
  • мороженое — 1,6 EUR = 80 руб.

ИТОГО за день: 5 100 руб.

День 15. Штутгард—Гейдельберг—Вормс—Майнц—Франкфурт

Выехали из города, двинулись на Гейдельберг (или на картах его иногда пишут Хайдельберг, 49.410594 8.715828). Это исторический город с весьма своеобразными развалинами замка, куда очень стремилась попасть Оксана. Чуть позже я понял, почему — по образованию она химик, а внутри был музей алхимии и аптекарского искусства. Замок, как и многие другие постройки в средней долине Рейна, сделан из весьма хитрого красноватого то ли камня, то ли кирпича огромных размеров. По крайней мере, на нем заметны следы ручной обработки. От самого замка остались только сад и внешние стены, но он активно восстанавливается. Погуляли, жена была в восторге от музея, спустились вниз на необычном скальном поезде. Это такой наклоненный вагончик, где отдельными купе расположены каждый на своем уровне и пол получается примерно горизонтальным. Примерно — это потому что уклон горы на разных высотах разный.

В такой бочке хранили годовой запаса вина.

Да, аспирин выпускать начали в таком виде.

Лаборатория алхимика.

Дальше поехали в Вормс (49,62998 8,35984). В России этот город малоизвестен, хотя там находятся два интереснейших места — Вормсский собор и мост Нибелунгов. Собственно, довольно значительная часть действа «Саги о Нибелунгах» происходит в этом городе, что так же привлекает туристов. Поставили машину у местного супермаркета с отъездом через три часа и пошли гулять по городу. Город маленький, дошли до собора, и тут нам не очень повезло — прямо под стенами имперского собора, стоящего уже почти 900 лет, мэрия устроила гуляние вместе с рок-концертом. Обошли собор и зашли внутрь. Так как туристов там нет и это действующий храм, то вход бесплатный и полная тишина! У нас появилось чувство величия, древности что ли, ощущение концентрации могущества. В других готических соборах было по-другому, здесь — просто чистая энергия, без красоты. Но эти ощущения субъективны. В склепе похоронены короли и императоры Священной Римской Империи 10-11 веков.

Вышли, пошли искать мост Нибелунгов. По дороге в старой крепостной стене увидели музей Нибелунгов, но заходить не стали. Мост впечатляет, хотя и загорожен строительным краном, можно найти удачный ракурс. Вернулись, закупились продуктами и двинулись дальше в Майнц.

В Майнце хотелось посмотреть еще один имперский собор, но небо прохудилось и желания вылезать из машины не было никакого. Дали себе слово, что если будет красота, так выползем и под зонтиком посмотрим, но нет — доехали до главной площади и увидели его весь в лесах, даже выходить не стали, поехали во Франкфурт спать.

Гостиница рядом с главным вокзалом, переулочек весь заставлен машинами. Загнали на маленькую парковку отеля машину и завалились спать.

Расходы:

• бензин — 49 EUR = 2 200 руб.
  • замок Гейдельберг — 10 EUR = 450 руб.
  • магниты — 10 EUR = 450 руб.
  • Гейдельберг поезд — 4 EUR = 180 руб.
  • обед — 30 EUR = 1 350 руб.
  • магазин Вормс — 6,5 EUR = 300 руб.
  • магниты Вормс — 10,5 EUR = 470 руб.
  • гостиница — 59 EUR = 2 650 руб.

ИТОГО за день: 8050 руб.

День 16. Франкфурт — Эльц — Кельн — Дортмунд

С утра нас ждала маленькая неприятность — заперли выезд машины. Пошли разбираться, проезд освободили. Вообще, это важная особенность — всегда обращайте внимание при планировании поездки на то, как собираетесь ставить машины. Решить вопрос на месте часто бывает очень непросто, а то и невозможно.

Доехали до центра города, осмотрели Франкфуртский собор, тоже один из Имперских. Посмотрели, подивились и поехали дальше в замок Эльц.

Интересное расположение — с одной стороны автобана международный аэропорт Франкфурта, с другой — гостиница «Хилтон».

Замок Эльц (50,20524 7,33674) расположен очень интересно. Дорога от Франкфурта идет практически по равнинам, а архитектура домов становится резко отличной от виденной ранее. Внезапно, посреди этой довольно равнинной местности начинаются перепады высот и овраги, и вот на дне одного из этих оврагов, на небольшом возвышении и стоит этот замок. К сожалению, он был весь затянут лесами и, разочарованные, мы даже не стали к нему спускаться, а сразу пошли к машине.

Налицо заметная разница архитектуры приальпийских и приморских областей Германии. Здесь больше местного камня и почти не используется дерево.

С военной точки зрения замок Эльц вообще парадокс — с окружающих гор он как на ладони.

На этот день у нас оставались грандиозные планы в виде замка Кохэм (50,14194 7,16686), Кельна и Ахена, но, проложив все пути в навигаторе, поняли, что времени у нас мало и поехали сразу в Кельн.

Конечно, главный символ города — это собор. Походили вокруг, пофотографировались, погуляли по самому городу. Забрались на самый верх колокольни, вид потрясающий! Только учтите, подъем пеший и требует серьезных физических усилий. Начла сказываться общая накопленная усталость за все время, поэтому решили поужинать и ехать спать. Тут начались непонимание — вечер воскресенья, а практически все кафе закрыты. С трудом нашли сетевой испанский ресторан, там и поели.

Готические шатры кажутся легкими и ажурными, настоящая крыша башни метров на 30 ниже.

Сели за руль, стали читать подтверждение бронирования, а там стояла отметка — предупредить о прибытии после восьми часов. Оппа, уже 8:20, а нам еще час ехать! Давай звонить, но там безответно. Приехали, начали звонить в дверь, пришла пожилая женщина и начала много говорить. Разобрать я так и не смог, видимо, высказывали мнение о нас. Заплатили деньги, заселились и начали спрашивать про парковку. Нам указали на задний, ничем неогороженный двор (где рядом три мужика давили бутыль со шнапсом) и сказали, чтоб поставили там. Альтернатива — до восьми часов свободная парковка на ночь +1 час разрешено. Мы подумали и решили, что уж пусть она стоит на светлой улице до 9 часов, чем в сомнительном темном углу до 10. Так что вот и такая бывает частная парковка :).

Расходы:

• парковка Франкфурт — 2 EUR = 90 руб.
  • бензин — 35,11 EUR = 1 600 руб.
  • парковка Кельн — 7,6 EUR = 340 руб.
  • сувениры — 13 EUR = 590 руб.
  • ужин — 40 EUR = 1 800 руб.
  • парковка Эльц — 2 EUR = 90 руб.
  • пиво+фисташки — 7,2 EUR = 330 руб.
  • гостиница — 59 EUR = 2 650 руб.

ИТОГО за день: 7 450 руб.

День 17. Дортмунд — Мюнстер — Вильгельмхафен — Бремен — Гамбург

Встали, быстренько поели и выехали в 9 часов на север.

Ради интереса заехали в Мюнстер (51,96288 7,62576). Этот маленький городок лежал по дороге в Бремен и туда было решено заскочить проездом. Чисто, аккуратно, архитектура уже начинает все больше походить на северогерманскую, почти нет туристов.

Пока ехали, Оксана изъявила жгучее желание увидеть море. Балтийское море завтра никак не устраивало, и потому было принято решение съездить на Северное, заодно попробовать там искупаться :). Взяли, наугад поставили точку на побережье возле Вильгельмхафена и поехали. Съехав с автобана, поехали мелкими дорогами, и тут я понял, что мы попали в совершенно другую страну. Абсолютно ровная земля! До самого горизонта ни единого холмика и деревья можно пересчитать по пальцам, на обширных лугах пасется скот. Эта земля называется Фризия и делится между Германией и Голландией. Заметили одинокого кемпера на автодоме и решили ехать за ним, так как рано или поздно он приедет туда, где можно встать, а, значит, и для нас там, скорее всего, найдется место и скорее всего, оно будет рядом с морем. Так и получилось, доехали до побережья (53,68296 8,02133), поставили машину и пошли знакомится с Северным морем. Пофоткались, а потом двинулись на платный пляж.

Особенностью Северного моря в этой части является то, что оно очень сильно заилено. В придонном иле развивается много всяких организмов и это привлекает сюда массу птиц. Иногда эту часть моря называют Ваттами или Ваттовым морем.

Пляж травянистый, спуск к воде отделан бетонной плиткой на 3-4 метра в море, потом начинается ил. Есть душ, туалет, можно арендовать специальную кабинку типа кресла, где с комфортом могут разместиться двое, закрывшись от ветра. Так как местность очень открытая, то он дует почти всегда. Как результат, вокруг очень много ветряков.

Платные кабинки на пляже. Там всегда ветрено, поэтому они совсем даже не лишние.

Накупались, пообедали, поехали в сторону Бремена. Исторический центр произвел впечатление, но особо понравилась ратуша и то, что несчастных музыкантов пародируют, кто во что горазд — минимум две еще скульптуры стояли на площади, каждая со своей тематикой.

Пиво…

Специальные места на стоянке для электромобилей. За все время видели только эти две. С инфраструктурой даже в Европе для них плохо.

Выехали в Гамбург. Вся дорога до Гамбурга — один сплошной ремонт. Конечно, ограничение 80 — это у нас круто, но после 120-130 хочется большего :). В Гамбург въехали ночью, ехали через район Хаммерброк. Что сказать, девочки там стоят, в кустах кто-то бьет морду друг другу. Гостиница была метров через 800. Мы спросили у портье — а это нормально? Сказали, что да, это тут легально все. Вот такие порядки тут. Мест на парковке не оказалось, пришлось ставить на улице бесплатно.

Расходы:

• магазин Дортмунд — 2,73 EUR = 125 руб.
  • магазин Мюнстер — 4,2 EUR = 190 руб.
  • парковка Мюнстер — 1,5 EUR = 70 руб.
  • бензин — 44,36 EUR = 2 000 руб.
  • парковка Сев. море — 2,5 EUR = 113 руб.
  • частный пляж — 6 евро = 270 руб.
  • ужин — 22,6 EUR = 1 020 руб.
  • магниты Бремен — 10 EUR = 450 руб.
  • парковка Бремен — 2,6 EUR = 117 руб.
  • гостиница — 82 EUR = 3 700 руб.

ИТОГО за день: 8 000 руб.

День 16. Гамбург—Киль

Хотелось посмотреть и Гамбург, и Любек, но времени до отхода парома не оставалось и мы двинулись в Киль.

Приехали, загрузились и поплыли в сторону Литвы. Ну, то есть уже почти домой :). В очереди на паром был легкий казус. Приехал товарищ на московском «мерсе» с нулевыми номерами и невежливо попросил пустить его вперед, даже не удосужившись хоть как-то это мотивировать. Даже ответить не успел, как тот ушел. Стоим дальше, тот хочет повернуть, не пускаю и говорю, что согласия не давал. «А я бы тебя пропустил», — «Угу. А на Рублевке тоже пропустил бы?». Ответа не последовало, тот сдал назад и вклинился еще перед кем-то. Вот теперь я понимаю, за что нас не любят — потому что таких «крутых» много к ним ездит. Очередь за мной на момент начало разговоров была в три машины.

Грузовой трюм на пароме.

Сидячий салон. В коридорчике можно постелить спальник и спокойно спать. Жестко только.

Верхняя грузовая палуба, забитая транзитными фурами из Германии до Литвы в объезд Польши. Оказывается, это экономически выгодней, чем гнать машину через поляков.

Клайпедский порт.

Кормили на пароме отлично, ночевали в общем салоне. Пассажиров едет так немного, спать можно на полу и на креслах. Не очень удобно, но бюджетно. Основной контингент — литовские и немецкие отпускники и дальнобои.

Расходы:

• магазин — 15,12 EUR = 680 руб.
  • бензин — 31,95 EUR = 1 450 руб.
  • туалет — 1 EUR = 90 руб.
  • паром (с едой) — 834 Ltl = 10 000 руб

ИТОГО за день: 12 220 руб.

День 17. Клайпеда

Доехали до Клайпеды, разгрузились и поехали на море! Разместились в окрестностях Клайпеды и сразу купаться — пляж дикий, места малоизвестные, поэтому никого народу. Жалко только, что под водой встречаются булыжники, ноги ободрали быстро, да и погода подвела, штормик был небольшой и было прохладно. Северное море было спокойней.

В городе дороги более-менее хорошие, а вот в порту — одни ямы.

Номерок хороший. С душем и стоянкой для машины, рядом куча кемпингов, так что приехать можно и с палаткой.

Дикий пляж в трех минутах ходьбы от гостиницы.

Расходы:

• магазин — 80 Lt = 960 руб.
  • гостиница — 200 Lt (за две ночи) = 2 400 руб.

ИТОГО за день: 3 360 руб.

День 18. Клайпеда — Паланга Клайпеда

Снова на море, ради разнообразия съездили в более курортную Палангу. Да, обустроено там все лучше, но и дороже + народу не продохнуть. Побывали в музее янтаря, поели и двинулись обратно.

Опять купались, лежали на пляже в спальниках, ибо ветер не утихал. Интересные ощущения — лежать на пляже в спальнике :).

Паланга. Тут не продохнуть от народу, пляж, правда, чище.

Вечером поужинали в местном кафе. Не очень дорого, но и не очень дешево. Заодно поняли, что национальный спорт здесь — это баскетбол. Все смотрели матч Литвы и Испании вроде. В местных магазинах продают лотереи на матчи, члены сборной — лица рекламных кампаний. Даже есть университет баскетбола в Клайпеде!

Расходы:

• парковка — 10 Lt = 120 руб.
  • музей Янтаря — 16 Lt = 200 руб.
  • сувениры — 1 035 руб.
  • обед — 80 Lt = 960 руб.
  • парковка — 3 Lt = 36 руб.
  • ужин — 70 Lt = 840 руб.

ИТОГО за день: 3 300 руб.

День 19. Клайпеда —Тракай

Перед нашим отъездом хозяин гостиницы посоветовал заглянуть в саму Клайпеду, так как там проходила парусная регата. Мы заехали и не пожалели! Кого там только не было — и «Крузернштерн», и «Мир» и даже реконструированный фрегат 17 века, деревянный. Красота да и только! Вокруг гуляния, ярмарка, народу пруд пруди.

Дальше двинули по единственной трассе на Вильнюс через Каунас. Полил дождь, и он не останавливался до самого Тракая. Там было заказано место в кемпинге, но ставить палатку под проливным дождем никак не радовало. Поэтому, узнав, что есть свободные домики, взяли их. Разница в цене 20 лит.

Ужинать ездили по соседству. И в этот вечер как раз играли литовцы и россияне. Стало немного страшно за свою жизнь — вдруг отмолотят :). Доели к концу 3 четверти и уехали спать.

Расходы:

• обед на причале — 48 Lt = 580 руб.
  • сувениры — 650 руб.
  • гостиница — 80 Lt = 960 руб.
  • ужин — 70 Lt = 840 руб.
  • парковка — 10 Lt = 120 руб.
  • магазин Клайпеда — 90 Lt = 1100 руб.
  • парковка — 6 Lt = 72 руб.

ИТОГО за день: 4 200 руб.

День 20. Тракай—Минск—Москва

Выехали, забили дорогу на сам замок. Дождь лил как из ведра, поэтому окинули его взглядом и поехали дальше. Навигатор тащил через центр Вильнюса, хотя была явная объездная. Доехали до МАПП «Мядининкай» на границе, удивляясь, почему это нет никого. Вышел таможенник и сказал, что ремонт до 23 августа. Поехали на соседний МАПП по дороге Вильнюс—Полоцк, а там очередь ого-го! Фуры на километров 15, легковушек поменьше, но тоже хватает. Мариновали нас 4,5 часа, выпустили. Навигатор рисует нехорошую картинку, что дома будем в 7 утра.

Проехали по объездной Минск, вышли на трассу и погнали. Перекусили около 9 часов и дальше погнали. На Родину попали около часа ночи, заправились и погнали дальше. И даже в три часа ночи стоят гайцы и ловят! Уловом стал один шедший с нами в паре от Минска белорус, он по привычке скорость не сбрасывал.

Домой доехали к 6 часам утра и завалились спать.

Расходы:

• бензин — 60,08+56 Lt = 720+670 = 1 390 руб.
  • бензин Россия — 1 000 руб.
  • ужин — 200 руб.

ИТОГО за день: 2 600 руб.

Все! :)

По поездке в общем

Общественные заведения. График работы строгий, вечером в субботу и все воскресенье закрыто абсолютное большинство магазинов, банков, даже некоторых кафе. Про прочие учреждения молчу, там в принципе пятидневная неделя. С 20 часов купить что-либо, кроме сувениров, практически невозможно, хотя и их еще надо поискать.

Магазины. Делятся на 3 группы — мелкие лавочки, мелкие и средние сетевые и самостоятельные магазины и крупные торговые сети типа «Ашана», «Глобуса» и «Оби». К мелким лавочкам такое же правило, как и к остальным заведениям — работают по будням с раннего утра до часов 5-6, редко до 8 вечера. Средние магазины — обычно все они работают от 8 и до 8, рядом есть стоянка с ограниченным временем нахождения от 1 до 3 часов. В крупных магазинах не были. Да, еще очень интересная штука — тележки для продуктов берутся на прокат под залог! Они сковываются одной цепью и для того, чтобы отцепить ее, нужно закинуть монетку в автомат на ручке тележки (20 или 50 центов, не помню). Носимые корзинки бесплатные пока, но есть уже не везде.

Туалеты. О, это очень важная вещь :). Они тоже практически везде частные и платные, но это еще куда ни шло. Иногда встречаются такие, где или просто сидит человек и просит, сколько не жалко, или стоит коробочка для добровольных сборов. В крупных городах часто стоят автоматы, особенно в Германии и Австрии. Так вот, они обычно принимают монеты по 50 центов, ни больше, ни меньше. Так что экономьте их, «одна монета — один туалет» :). Отдельные люди, как и у нас, и по одной монетке ходят паровозиком, и нужду справляют прям в парке на дерево. Так что в этом плане наши страны не сильно различаются. Вообще, везде по-разному — где-то на парковках и кафе туалет бесплатный и туда можно зайти всем желающим. Хозяева обычно стригут деньги тем, что ты все равно или машину поставишь, или у них поешь, так как обычно это сделать там негде больше (там только одна достопримечательность, которую все смотрят). В местах, где есть, куда еще сходить, туалет отдельный и обычно платный. В Австрии и Германии на крупных парковках в городах туалеты оснащены пеленальной комнатой. На автобанах и платных дорогах есть парковки с бесплатными туалетами, на заправках они обычно тоже бесплатны, хотя один раз в Северной Германии наткнулись на очень крутую заправку и очень крутой туалет, который был так же платным. Там после нажатия на спуск воды выезжала из бачка специальная щеточка с подведенной водой и под давлением воды мыла ободок унитаза, а потом протирала насухо. Нигде такого больше не видел.

Автомобили и водители. Национальный европейский автомобиль — это дизельный универсал на механике. На них ездят все, даже таксисты в Германии катаются на универсалах, причем исключительно на «меринах» не ниже е-класса. Если машинка маленькая, то хетч. Если большая — то вен или микроавтобус. Седаны — редкость и они обычно считаются или принадлежностью к крутым бизнесменам, или это корпоративные машины. В Чехии, как и думалось ранее, абсолютны лидер марка «Шкода». В остальных странах — более ровно распространены все европейские марки — «Рено», «Ситроен», «Пежо», «Мерсы», «Фольцы», «БМВ», «Фиат», «Сеат». Если страна побогаче — то больше немцев, если победнее, то французов и итальянцев. Причем часто распространены такие модели, которые до нас не довозят, а иногда — так просто с вырвиглазным дизайном. Например, в Польше весьма популярен «Фиат-Мультипла». Японцев мало, и в основном это «Мазды», «Нисаны» встречаются в основном микры. «Тойота» представлена почти никак — «Короллу» видел пару раз. Остальных не видел вообще.

Очень много всяких автодомов и прицепных трейлеров. Нормой жизни считается, что такой трейлер тянет «БМВ» 5 серии или «Ауди Q7». Там, в отличие от нас, машина — это средство передвижения, а не роскошь. Встречаются электромобили и один раз на парковке видели специальные места для них, с розетками. Правда, на весь этаж для машин в 50 мест их было всего два. Там сейчас идет активная рекламная компания и в основном толкают «Митсу i-Miev» под шильдиком «Ситроена» и «Пежо».

Водители достаточно вежливые, не сгоняют с крайне левой, но лучше запомнить, что она только для обгона и почаще смотреть в зеркало. Будьте уверены, всегда найдется тот, кто едет быстрее вас.

Бензин и заправки. Наш 95 — это бензин Super Natural, 98 — Super Plus. 92 не видел, но там продается неведомая смесь под названием Е10, где сказано, что это биоэтанольный бензин с 10% содержанием спирта. Заливать эту штуку не стал, однако он несколько дешевле, чем 95. Дизель он везде дизель. В Восточной Европе встречаются газовые заправки, но так как потребности в этом не было — не интересовался.

Заправляют там так — подъехал, вставил пистолет, заправился и только тогда идешь расплачиваться. Повсеместно принимают банковские карты к оплате, но лишний раз убедиться в этом не повредит перед заправкой.

Соотечественники. Есть почти везде. Механик в Дрездене, официантка в Зигмарингене, портье в Гамбурге, просто прохожие во многих городах, начиная от Праги и Берлина, заканчивая Мейсеном — живут и работают там. Туристов, естественно, тоже хватает, почти каждый день слышали родную речь.

Еда. В Польше, Чехии и Литве дешевле — ужин на двоих около 700-800 рублей с одной кружкой пива, в Германии и Австрии без алкоголя меньше 30-35 евро никогда не выходило.

Блюда разные, в меню дубликаты на английском есть, но не всегда. В Литве встречается на русском, но опять-таки, не всегда. Так что спрашивайте у официантов, а то принесут вам неведомо что. Брать или нет завтраки в гостиницах — личное дело каждого, мы брали. Не тратиться время на готовку и поиск продуктов, но иногда цена вылезает за всякие пределы. В Гамбурге предлагали завтрак по 12,5 евро с человека, посчитали это просто неразумным — на 500 рублей с человека в Москве можно неплохо пообедать, а тут накормят булками с тремя кусочками мяса и отпустят на все четыре стороны.

Деньги. Лучший способ для хранения денег — это карточка «Visa» или «MasterCard». Их принимают везде, где есть терминалы. Остальные, типа «Maestro», увы, не признают. Сколько брать денег налом, решает каждый сам. Для себя мы выбрали следующую стратегию: при себе лучше всегда иметь сумму денег в местной валюте, необходимую для совершения операции. Мало ли, связь пропала или терминал поломался. Если нет местной валюты, то в принципе, почти везде, где мы были, заплатить можно было в евро, по крайней мере, в гостиницах. В заначке была карта, где лежала сумма денег, необходимая для возврата из любой точки путешествия. Ею не пользовались, платили только другой картой.

Дороги. Магистрали в Чехии и Австрии оплачиваются виньеткой, в Беларуси и Польше на пунктах оплаты, в Германии и Литве для легковушек бесплатно. Все обычно восторженно относятся к автобанам Германии, но я хотел бы этот миф немного развеять. Да, формально они не имеют ограничения по скорости (хотя в некоторых землях, особенно на севере, ограничение 120 повсеместно), но довольно часты ремонты (например, разобрана трасса Бремен—Гамбург) и съезды, где обычно ставят ограничение в 120. Качество покрытия очень разное, на автобане Дрезден—Берлин и Берлин — Мюнхен есть довольно значительные участки, где простая, широкая, ровная, но… бетонка! Стыки плит отдают в мозг очень хорошо, после 500 км разболтались крепления колес, специально проверял, пришлось подтягивать. Больше 120-130 я по такой дороге ехать не смог. Есть, конечно, участи, где покрытие отличное, но они далеко не везде. Практически везде стоит отбойник, обычно засаженный кустарником, чтоб не слепили встречные, очень удобно.

Опровергну слухи, ходящие про какой-то неведомый транзитный сбор, взимаемый белорусами. Его нет, по крайней мере, там, где мы ездили, про него никто и не упоминал. Если пересекать границу у белорусов по зеленому каналу, то никаких деклараций и прочих документов оформлять не надо, при въезде в ЕС — тоже. Штамп в загранке и осмотр машины — максимум, что придется сделать. У белорусов на выдаваемом им талончике нужно поставить штамп в транспортной инспекции.

Ограничение скорости на ремонт 80, число полос обычно сохраняется, предупреждение о ремонтах весят за 4-5 километров, обычно вместе с предупреждением о пробках. Ширина полос хорошая, а вот при ремонте левая очень заужена, так что обойти фуру бывает довольно страшно.

Дороги в городе — очень много, где встречается брусчатка, в провинциальных городах (особенно в Чехии и Польше) за пределами исторического центра дороги такие же, как у нас — где неплохо, а где ну вообще никак. Очень много трамваев и кольцевых перекрестков, иногда даже выглядящих так, что будто посреди обычного вкопали шину и теперь он кольцевой. Эта любовь, особенно фанатичная в Литве и Польше, приводит к тому, что три полосы пытаются выехать на кольцевой перекресток, что при чуть плотном потоке становится практически невозможно, разве что только из правого ряда. Ограничение в городах 50, за городом — от 80 до 100, читайте информацию при въезде в страну.

Гостиницы. Изначально было два варианта жилья — гостиницы и кемпинги. С кемпингами не сложилось, поэтому брали гостиницу, хотя набор вещей для ночевке в поле тоже был с собой (палатки, пенки, спальники, примус). Не пригодилось, везде ночевали под крышей.

Когда подбирали их, то руководствовались наличием трех вещей — собственного душа, двух кроватей и парковки для машины. Наличие завтрака желательно, но не обязательно. Без всего остального можно обойтись. Средняя цена за номер — около 40-50 евро в Восточной Европе, в Западной Германии она плавно росла от юга к северу. Важная особенность — так получилось из-за того, что мы брали номер с отменой брони на случай, если визы не дадут. Если брать без отмены, то он будет дешевле на 10-15 евро, а кое-где и на 20, но в этом случае деньги за него спишут с карточки сразу, по крайней мере, так работал booking.com.

Фраза «Частная парковка» или «Частная парковка бесплатная/платная по требованию» в описании номера может означать все, что угодно и абсолютно не гарантирует, что машина будет стоять под видеокамерой на охраняемой территории. В Берлине за отдельную стоимость мы поставили машину во внутреннем дворе, где могло разместиться штук 50 машин (кстати, большинство мест было занято), во Франкфурте мест было только машин для 4-5 максимум, свободно (без перекрытий друг друга) там могли встать только две машины. В Штутгарде нам был предложен кусочек двора позади пансиона, где могли встать две машины максимум, но там сидели какие-то мутные мужики и давили бутылку со шнапсом (прям как у нас в стране!), поэтому поставили машину на улице с ограничением по времени выезда. В Гамбурге парковка была большой, но оказалась забитой под завязку и пришлось ставить на улице. В Праге парковка была еще меньше, на 4 машины, поэтому ставили просто на улице.

В общем, старайтесь заказывать места, где парковка есть. Это понизит ваши шансы иметь головную боль с постановкой машины на ночь, но не устранит их окончательно. Особенно это касается крупных городов — там найти свободное место может оказаться практически невозможно.

Общественный транспорт. Иногда пользовались им, так как это было удобней и дешевле, но это было редко, мы ездили на метро, трамвае и автобусе в Берлине и Праге. Иногда весь городской транспорт принадлежит одной компании, поэтому можно купить единые билеты на какой-то период времени, иногда разным и это нужно учитывать. В Праге мы покупали за 110 крон проездной на день на человека, его необходимо пробить при первом использовании и потом можно ездить на метро, трамвае и автобусе сколько хочешь раз. Есть билеты на 30 минут и их хватит, чтоб доехать до другого конца города. В метро распространены контролеры, так что-то, что у нас анекдот, там — реальность. Пражское метро похоже на то, что есть в российских городах, там всего три ветки, только отделка станций там чисто утилитарная.

В Берлине можно купить билет у водителя автобуса, назвав ему пункт назначения. Цена зависит от длительности поездки. В метро все намного сложнее. Схема Берлинского метрополитена (U-Bahn) вызывает прострацию, так как на ней еще нарисована обычно схема электричек (S-Bahn). Во-первых, билеты в вечернее время продают автоматы, поэтому готовьте мелочь. Во-вторых, вход на станцию может быть один, а вот физических станций разных линий может быть до 4-5 штук и в поисках нужной платформы придется побродить по указателям. В-третьих, на один и тот же путь пребывают поезда с разных веток и для их различения используется конечная станция, которую указывают на голове вагона. В-четвертых, конечные станции в дневное и ночное время могут отличаться. Сам транспорт делиться на зоны, как российские электрички, билеты отличаются стоимостью. В общем, очень непросто. Чтоб доехать туда, куда нужно, сначала спланируйте маршрут, четко осознайте, где нужно выйти и на какую станцию пересесть, а так же те станции, которые являются конечными на ваших ветках в вашем направлении. Иногда бывает так, что пути пересекаются и поезд переходит с ветки на ветку. Помогает ориентироваться во всем табло, которое есть на станции и на котором указывается время прибытия ближайших поездов и их станция назначения.

Музеи. Вообще, без экскурсий в Европе почти никуда не пускают, а русскоязычные практически не встречаются. Так вот и приходится слушать в нагрузку экскурсовода. На мой взгляд, это способ, при котором экономят деньги — не нужно содержать армию смотрительниц в каждой комнате. На всех билетах, купленных в Европе, стоит время посещения, раньше или позже не получится, так что всегда интересуйтесь, а то вдруг следующая будет через два часа, а у вас времени в обрез. При посещении баварских королевских замков специальный человек обходил очередь и говорил, что билеты только на 18 часов. Было это в 13 часов. Учитывайте этот момент при планировании посещения особо популярных мест.

Почти все замки находятся в горах и идти туда пешком не близко. Поэтому очень часто от мест парковки ходят или специальные автобусы или просто извозчики. Но, естественно, за отдельные деньги.

Парковка. Главный принцип — осознание того, что почти вся земля частная и ее не бывает бесхозной. Если где-то встали, то, скорее всего, за это нужно заплатить. Исключением может быть разве что, остановка в чистом поле, да и то не повредит поздороваться с хозяином поля (не волнуйтесь, он придет быстро) и объяснить ему, что ничего плохого вы делать не собираетесь.

В городах, особенно крупных — как только до конечной точки остается около километра — ищите свободные парковки, они бываю довольно часто очень хитро расположены, например, въезд может быть только со двора. В Германии и Австрии об их расположениях с указанием числа свободных мест говорят щиты, развешанные на основных улицах в центрах городов, хотя информативность этих указателей иногда посредственная, можно долго нарезать круги по району в поисках неприметного въезда. В маленьких городках искать придется самостоятельно. Бросить машину на произвол судьбы не рекомендуется — запросто можно ее прийти и не увидеть, или увидеть, но в «башмаках». Поэтому, если останавливаетесь на улице, всегда следите за знаками, посмотрите на рядом стоящих машинах какие-нибудь наклейки или бумажки под стеклами — с большой вероятностью они будут содержать информацию о том, что стоять здесь или платно или ограниченное время. Если сомнения остаются — подойдите к прохожему или водителю рядом и спросите, можно ли здесь поставить машину и что для этого нужно сделать. Очень часто к знакам, разрешающим парковку, прилагаются таблички, ее ограничивающие. В частности, в Мюнхене видел текст следующего содержания «Остановка запрещена с 14 по 15 августа с 8 до 14 часов». Могут быть и более изощренные условия. Так же внимательно следите за разметкой и табличками рядом с парковочными местами. Очень часто там нарисована инвалидка — туда машины не ставьте, это реальные места для машин-инвалидов и если встанете там, то машинку так же уволокут и оштрафуют. Аналогично карается перегораживание выезда.

Вообще, в Европе значок инвалидки на машине — это как у нас номер серии 00Х. Везде парковочные места рядом с выходом и обычно бесплатно, которые никогда не занимаются. Это возможность проехать там, где простым смертным путь заказан. Из этих, казалось бы, мелких вещей складывается огромное преимущество над остальными людьми. И сдается мне, что не все эти значки получены заслуженно, по крайней мере, я видел пару машин с ними, но визуально не имеющими никаких хитрых приспособлений для перевозки инвалидов — подъемника или измененного рулевого управления. Да и обычный «мерс» е-класса как-то не очень вяжется у меня с инвалидкой, все-таки микроавтобусы и вэны более приспособленные для этого машины.

За все время встречались парковки нескольких типов:

1. Парковка как есть без ограничений. Это то, как мы привыкли и наиболее редкая форма. Ставить можно на любое время, но таких мест можно пересчитать по пальцам. Так мы смогли поставить машину в Кутна-Горе и Брно. Так же такие парковки есть на магистралях.
  2. Парковка на ограниченное время. Обычно встречается около торговых центров, где на щитах пишут время, которое можно стоять. Оно обычно колеблется от 1 до 3 часов. Так же такие штуки встречаются и на обычных улицах, но существенно реже, причем они имеют ограничения, касающиеся времени действия. Обычно в ночное время (с 22 до 8 часов) время стоянки не ограничено, а вот днем ограничения действуют. Контроль времени осуществляется с помощью специальных кружков, выкладываемых под стекло, на которых отмечается время, когда поставлена машина. На крайняк можно просто нарисовать на бумажке время и положить под стекло.
  3. Парковка на улице с автоматом (в Германии он называется паркшайн — Parkschine). Все просто — ставишь машину, подходишь к ближайшему автомату, закидываешь сумму денег и нажимаешь кнопку. Он выдает талон, на котором напечатано время, когда нужно уехать. Талон кладется под стекло, чтоб его можно было прочитать снаружи. Недостатки такой штуки — обычно такие автоматы не берут купюры, так что найти нужную сумму мелочью бывает непросто, приходится идти и менять их, покупая мороженое или что-нибудь подобное. Так же минус, что время нужно знать точно, что бывает сложно — сколько там прогуляешь по городу — неизвестно. Так что для гарантии приходится перекармливать автомат. При необходимости, можно прийти и положить рядом еще один талончик, продлевая время стоянки. Иногда парковка платна только в дневное время, например, можно оставить в 21 час машину на 1 час, а забрать ее только в 8 утра.
  4. Парковка на открытой или подземной стоянке. Тут может быть масса вариантов — начиная от человека, сидящего на въезде и принимающего сбор за день (обычно в Чехии в сельской местности), заканчивая хитрыми автоматами. Автоматы обычно работают так — подъезжаешь, нажимаешь кнопку, выдается парковочная карточка и поднимается шлагбаум. Въезжаешь, ставишь машину и идешь по своим делам. Когда приходишь, то подходишь к автомату оплаты, кладешь туда парковочную карточку, он показывает, сколько нужно денег. Автомат может принимать деньги по-разному — только монеты; монеты и купюры; монеты, купюры и карты или только карты. Поэтому крайне желательно иметь возможность оплатить всю сумму любым из указанных способов. Автомат обычно дает сдачу. На всех автоматах зеленая кнопка служит для подтверждения сделки, красная — для ее отмены.

Два раза нам встретились парковки, которые брали только банковские карты. Один раз в Вене, второй в Кельне. В Вене нужно было при въезде вставить карту в автомате, а вот, чтоб выехать, нужно сначала найти главный вход (он не всегда совпадает с тем, из которого вы выйдете), вставить туда карточку (чтоб вам открылась дверь), потом дойти до машины и на выезде снова вставить карточку, с которой спишут деньги. В Кельне парковка была полуоткрытой и вход на стоянку был свободный, в остальном аналогично.

В Глубока-Над-Влтавой было еще хитрее. Там была парковка на улице, но под знаком платной парковки висела табличка с телефоном, куда надо позвонить, чтоб пришли и взяли деньги. Несколько озадаченный, я начал названивать, пытаясь понять, как объяснить, где я стою. Наличие красных бумажек у всех припаркованных машин развеяло сомнение, что парковка бесплатная. Не дозвонился и начал расспрашивать водил. Те сказали, что нужно пройти еще метров 200 по улице, там найти девочек в красных жилетах на велосипедах и купить у них эти бумажки. Так что такие варианты тоже встречаются.

Можно помухлевать, особенно с парковочным автоматом, но оно вам так сильно надо? На одной стороне стоит рублей 100 или 200, на другой — ваше спокойствие. Ведь найти место, куда уволокут вашу машину в чужой стране, будет, ой, как не просто. И отпуск явно будет подпорчен.

Итоговая калькуляция (указана на двоих):

Используемые ориентировочные курсы (заведомо невыгодные, так как в процессе путешествия они заметно скакали):

1 Польский злотый = 10 рублей.
1 Чешская крона = 1,6 рублей.
1 Евро = 45 рублей.
1 Литовский лит = 12 рублей.

Пробег — без парома 7 500 км, паром еще плюс примерно 800 км.

Деньги (по статьям расходов за весь отпуск):

Жилье — 39 280 рублей. В среднем по Восточной Европе около 50 евро с завтраком, в Германии, чем северней, тем дороже, от 55 евро в австрийском Брегенце с завтраком до 82 в Гамбурге без завтрака.

Бензин — 23 729 рублей. Средний расход (с автобанами и горами) по компьютеру — 6,8-7,0 л/100 км. Средняя стоимость — от 1,4 евро в Польше, Чехии и Литве до 1,6-1,7 в Германии и Австрии за литр. На магистралях заметно дороже, чем в городах.

Еда — 29 550 рублей без завтраков в гостиницах, с магазинами.

Парковка — 4 029 рублей

Дорожные расходы (платные дороги, метро, автобус) — 2 132 рубля.

Сувениры — 8 578 рублей.

Входные билеты — 5 730 рублей.

Итого, за 21 день путешествия примерно135-140 тысяч рублей.

Не включена подготовка — ТО машины, карты, разговорники, путеводители, визы. Ориентировочно еще + 20-30 тысяч рублей.

Итого, вся поездка — 170 тыр. Но с суммой, меньшей, чем 200 — 220 тыр, планировать подобное путешествие считаю неразумным. Можно сэкономить на многих вещах, например, на сувенирах и жилье, беря кемпинги, но тут уже каждый выбирает сам, что ему дороже — комфорт и экономия времени, или деньги. Реально самой большой статьей расхода остается еда и бензин, а их сократить трудно.

Спасибо за то, что прочитали и уделили время, kamakama