Поездка на полуостров Рыбачий, Мурманская область (август 2011 г.)

12.10.2011 | 70332 просмотра

Решение поехать на полуостров Рыбачий давалось нелегко — для этого надо было уезжать из солнечной Бразилии. Погода в Мурманске шептала: «Займи, но выпей!» — +3+5 и дожди. Однако проехаться на машине по непроезжаемым дорожкам Рыбачьего с семьей брата было настолько заманчиво, что я решил — еду!

Выехали в ночь с воскресенья на понедельник на двух Toyota Land Cruiser — 90-ке и 100-ке. Езда по ночам нелегка, потому что хочется спать, зато какая свобода на дорогах!

Пусть выбрали через Вологду (и это было правильно), дорога там очень приличного качества, гаишников почти нет и в семь утра нас встретили там с завтраком.

Добравшись до Вытегры, посетили музей-подводную лодку.

Экскурсия довольно интересная, стоит около ста рублей. Тесные каютки, торпедные аппараты, узкие проходы и люки, обилие пультов управления.

Гальюн.

Спальня.

Сон в три смены, белье меняется раз в десять дней, в соседнем помещении — дизеля. Полный ужас. После Вытегры остановка на поспать для водителей и поесть для всех. Далеко не заезжали, но встали возле озера, в котором, к сожалению, не получилось искупаться — плохой берег. Еду готовили на свежекупленной плитке, очень, надо заметить, удобная конструкция оказалась.

Уже ближе к Кандалакше дорога местами ремонтируется, да так, что «Камазы» еле плетутся. Мы, конечно, проскочили почти не притормаживая, навстречу прекрасному рассвету.

Закупились продуктами и переночевали в Мурманске в арендованной на день квартире (три комнаты, ~2 000 руб. в сутки), а на утро отправились на Рыбачий. Почти сразу после съезда с трассы и КПП остановились у водопада. Не самый впечатляющий вид, но и им мешал наслаждаться мелкий дождик, так что поехали дальше.

Машины были груженые, поэтому на подъемах в 90-м «Прадике» периодически загоралась лампочка A/T TEMP и приходилось стоять минут 10-15 ждать, пока она отключится. В это время быстро пробегали по окрестностям в поисках красот.

Дорога здесь пока еще неплохая, постоянно приходится уворачиваться от ям, но в целом довольно крепкая грунтовка. На поворотах надо быть осторожным — никаких ограждений нет, как и обочины.

Повсюду следы прошлой войны и настоящей службы. «Здесь сражались герои Рыбачьего на склонах Муста-Тунтури».

Да, исходя из опыта поездки три года назад, знали, что дров на Рыбачьем не найти, поэтому везли с собой (из-за них, кстати, сломался багажник на крыше).

В момент, когда была сделана эта фотография, мы услышали странный, приближающийся грохот. Теряясь в догадках, забились на обочину и ждали. Через пару минут мимо нас гордо проехал правильный внедорожник для этих мест!

Сразу после въезда на Рыбачий свернули направо и въехали в заброшенную деревню. Впечатление производит гнетущее, Все, что могло быть сломано, — сломано. Зато полы и стены в деревянных домах вполне могут сгодиться на дрова.

Дорога становилась хуже и начали появляться небольшие переправы, впрочем, тогда вызывавшие определенный восторг и желание пойти проверить глубину, прежде чем проехать (забегая вперед скажу, что так ни разу проверку и не сделали, доверяли машинам на все 100%).

А вот и первое ощутимое препятствие — здоровенная яма заделана какими-то кусками тягачей (остатки валяются вокруг), а следующая за ней оставлена как есть.

И снова след войны.

На одном из склонов обнаружили каменные домики (ну, стены от них).

Встретили коренного обитателя.

Если нас удивляли велосипедисты в Патагонии, которые едут сотни километров по гравийке, тут меня лично они ввели почти в ступор.

Очередной брод.

Здесь, на берегу Баренцева моря, неплохая стоянка. Ветер был не очень сильный и температура колебалась от +2 ночью до +6 днем. Одеться, конечно, пришлось основательно.

Неприятно поразило обилие мусора на береговой линии, устроили большой субботник, освободив метров 50 берега от мусора. Кстати, ехать по ночам легко — здесь не темнеет!

Пока ехали, насобирали грибочков, — их видно прямо из машины.

А остатки ужина скормили собаке.

Вкуснейшний завтрак.

На следующий день попытались проехать, как можно дальше на восток. Нельзя сказать, что удалось прорваться далеко — в 500 м от военной части развернулись и поехали назад. Все-таки там нужны лифтованные машины на 33" резине.

Погода иногда радовала солнышком, и было приятно смотреть на разноцветное море.

Вообще машин на полуострове довольно много, все джипы разных мастей.

При очередной переправе потеряли передний номер на 100-ке, на 90-м решили его на всякий случай снять (и не зря, потому что оставили пластиковую рамочку, которую тоже где-то оторвало). Очень рекомендуем всем снимать номера, если, конечно, вас не прельщает снятие-постановка на учет в своем родном МОТОТРЭР.

Не раз вода доходила до лобового стекла, а ведь Крузеры — высокие машины!

Видели и действующие локаторные станции, но подъезжать не хотелось.

Первый бункер на пути. Мощное каменное строение с толстенными стенами и крошечными окошками. К нему в камнях прорыт окоп.

За ближайшим холмом мы заметили здоровенную литораль (отмель) и не преминули на ней покататься

Очень приличная на вид дорожка с очень острыми камнями — здесь случился первый прокол на 100-ке. Боковой порез сантиметра 4 длиной :(.

Обед после смены колеса.

Закончив исследование Рыбачьего, отправились на Средний, почему-то нам казалось, что скала Два Брата находится именно на нем.

Следы охоты на кроликов.

И очередная заброшенная деревня, впрочем, облюбованная для заготовки припасов рыбаками и грибниками.

Грибы, кстати, повсюду. Только наличие АБС спасало их от неминуемой гибели.

Видели и безумных мотоциклистов из Польши и Самары. Ездят они куда быстрее машин, за исключением, пожалуй, особо глубоких переправ.

Второй бункер уже со встроенной пушкой.

Внизу коридоры, комнаты отдыха, склады снарядов. Пол залит водой, но кто-то заботливый положил ящики и ведра, чтоб можно было ходить.

Второй прокол опять случился на 100-ке. Запаска была всего одна и уже использована, поэтому пришлось прям на коленке ремонтировать колесо в последний момент взятым набором.

В темноте искать новую стоянку было тяжело, поэтому решили ехать до стоянки, облюбованной в прошлый раз недалеко от Муста-Тунтури. Ведет туда «немецкая» дорога — во время войны она была построена немцами, и качество ее, по словам брата, заметно отличается от построенных нашими. Я, лично, серьезных отличий не заметил — все такая же разбитая дорога с кучей камней и небольших переправ.

Дальше стало совсем темно и фоткать перестали. К четырем часам утра доехали до стоянки и заснули, еле успев расставить палатки. Утро.

Искупавшись в озере (вода ледяная, бр-р) отправились на покорение той самой Муста-Тунтури, что уже неоднократно упоминалась.

Дорога была и так непростая,…

…а тут еще ее залило разлившимся озером, и метров 30 было недоступно. Бросили машину и пошли в обход.

Виды интересные, особенно, когда пытаешься представить, каково здесь было во время войны. Голые скалы, пулеметы фашистов на горе... Вот здесь следы войны наименее затронуты туристами.

Укрепления из камней вполне выдерживали прямое попадание из пушки.

На вершинах стоят кресты в память о тех, кто за них сражался.

Еще одно впечатление — советская колючая проволока уже сгнила, а вот немецкой еще можно пользоваться по назначению.

Искореженные двери бункеров выглядят мрачно…

…как и памятники погибшим.

И каменные окопы. Не представляю, как их можно было «выкопать».

Нашли и ямы, куда складывали тела. Длиннющие пещеры, выдолбленные в скалах, из которых веет холодом.

И бывший военный госпиталь. Говорят, в прошлый раз тут видели лоток с инструментами, сейчас уже ничего нет, только две огромные пещеры.

Каша на завтрак и счастье собаке :).

Погода достала нас окончательно (иначе мы бы простояли тут еще денек), и мы отправились в Хибины — горный массив, где на трех рудниках добываются минералы: апатит, нефелин, сфен, эгирин, полевой шпат и титаномагнетит. Было там холодно (вокруг лежал снег, несмотря на август) и ветрено, приходилось прятаться за машинами.

Не давало покоя то, что у нас «Ленд Крузеры», поэтому полезли в горы (до верха не доехали, машину стало жалко, очень уж она подпрыгивала и кидалась камнями из-под колес).

Здесь уже темнеет ночью и закат был фантастический. Жаль, мы не успели добежать до перевала, который его загородил.

На следующий день погода была похуже, но, несмотря на это, мы решили прогуляться по верху гор.

Виды оттуда завораживающие, но лезть довольно тяжело — острые шатающиеся камне не располагают к быстрому передвижению.

Зато изучили массу разных мхов и лишаев.

Почти вершина.

Когда мы добрались до самого верху, откуда-то снизу прилетело здоровенное облако, поэтому кроме него мы еще почти час ничего не видели.

Пообедав, мы отправились к еще одной цели нашей поездки — пустыне около Варзуги. Пустыня довольно условная, конечно, но песка там правда много :).

На самом деле это одно из немногих мест, где почва довольно твердая и на ней можно поставить лагерь. Чуть в стороне —настоящий песок. Туда мы и поехали кататься :).

И опять закат...

Дальше была обратная дорога через Питер, где мы намучались с обгонами и трафиком на Ленинградке, но доехали до Москвы и завалились спать.

Порадовал вот этот знак :): из «Крутой поворот» сделали «Неровная дорога», но получилось забавно, особенно в свете фар (ночью было куда лучше видно).

Команда Дрома
Отличный рассказ. Очень познавательный. Мне понравилось.

Фотки классс!!!Места суперрр!!!5+

Тойоты прошли испытание )

Молодцы, знака действительно прикольный

Петропавловск-Камч
Класс!!! нет слов.
Subaru - «Confidence in Motion»

Да, на эхо войны посмотреть очень интересно, как музей под открытым небом.
Мой отзыв: Toyota Hilux Surf 2002

Люблю такие катакомбы, очень жаль что сильно далеко от меня :(
Рассказ на 5ть!

90й крузер, как непривычно слышать европейское название прадика :)

Екатеринбуг
Красотища, я в 70 годы служил под Кандалакшей, однозначно 5
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995

Прокопьевск
Молодцы!Очень интерессная получилась поездка!

На стоковых авто и так хорошо прокатились +5

Отличный рассказ!!!

Отличная поездка на отличных машинах. Только 2 бокса на крыше смотрятся пошло как-то.
Недавно читал подобный отчет об этих местах.
Потрясающее место. Суровая природа и руины военных баз и селений создают впечатление постапокалипсиса. Жаль, что из Сибири до него далеко.
Мои автопутешествия и не только - http://volos-t.livejournal.com/

Таганрог
/me в шоке
Nissan Cefiro '99 --> Mitsubishi Outlander '03

Класс!!!!!!

Великая держава
Очень познавательное путешествие!

Крузёры как всегда на высоте!
-Porsche Cayenne Turbo-
- не уверен не обгоняй -

Классное путешествие!
Красиво как!
Лишили прав?
И правильно сделали! Одним идиотом на дороге станет меньше.

Молодцы что устроили субботник на берегу Баренцева - после свиней! И за приключения пятерка!

тольятти
интересно было почитать. благодарю. удачи на дорогах.
камри sv41-AEPGK, 3s-fe, a140e-03а, ZX, 1994гв.

Очень позновательно на одном дыхании прочитала. Отличное путешествие.
Жена джипера с 61 параллели, ******* Продаю Лексус RX300 *************

Анапа
класс. просто супер. как убдто на другой планете
ML350- Touareg V8-BMW X3

Вологда
Приятно увидеть знакомые лица- Уазик из клуба "Вологда 4х4" и ещё 3 машинки из Вологды)))) ЭТО НАШИ!!!!!!!! Они тоже вас запечатлели и сделали классный отчёт о поездке. http://4x4.auto35.ru/viewtopic... Только ребята маршрут взяли другой и в отчёте подробностей много и ВОВ и защитниках колького полуострова))) Почитайте- много нового узнаете! Респект тем, кто добрался до туда и обратно!
Автопросторы- события и путешествия!

nsk
хороший рассказ

nsk
пятак

Тверь
Был там в июне. Авантюра еще та. Почти стандартная машина, и я один -) Но обязательно поеду еще
Тверь

Без шноркелей то страшновато по моему в такие лужи нырять??? А так молодцы !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!

RAMZESS81:
Там лужи не особо глубокие. Везде глубина чуть выше колена. Вопрос в том, что волну гонишь. Но по опыту гидроудар будет только если носом нырнешь под воду и встанешь -)
Тверь

Грибочки то видать не простые были. Собаку то вон как прет =)

Юг Западной Сибири
Зачем в одном месте на подлодке столько кранов?

Юг Западной Сибири
Брошеная техника, Брошеные дома, "брошеная" земля, - этой стране она не нужна, жаль наших дедов и прадедов отдавших жизнь за эту Землю

Самарская область
Очень интересно фото просто замечательные!

Автор, для проезда на Рыбачий нужно разрешение погранцов?

a.gro58:
Автор, для проезда на Рыбачий нужно разрешение погранцов?
Оформлять разрешение не нужно. На посту спросят куда едете и знаешь ли дорогу. По дороге назад на посту погранцов встретили гайцов. Продували всех -) По рыбачьему все ездят слегка под газом.

Сообщений: 2083
хороший , познавательный рассказ !
MB W126

молодцы чего говорить ! и рассказ замечательный !
машина японская , жена русская , овчарка немецкая ...

95-й крузер по моему...
немецкий автомобиль

Отличная поездка! Только что за калинавод минуса поставил

г.разбитых дорог
Хорошая поездка!

Киров
Вот это здорово!
Жена хочет к морю, а меня тянет на север нашей родной. А вдобавок к истории прикоснуться...
Пока лишь мечта.
Молодцы, однозначно зачет!

felixxx:
На посту смотрят паспорта, разрешения никакие не надо, гаишников на обратном пути не было :)

Kostroma
Конечно не из Европы в Магадан, но очень круто! И всяческое уважение. И жирная пятёрка за внимание и уважение к священным местам боевой славы.

Отличное путешествие и отзыв на твердую 10-ку!

клево...
опыт:два джипа и четыре пузотерки, мазда атенза 2,3(2004) и мазда 6 2,3(2007)

Очень красивые места! МОЛОДЦЫ!!!

Лесостепск в краю болот
Природа красивая...суровая, но манящая..
Опирайтесь на смысл, не просто на слова - Будда.

акташ
класные фотки... вам теперь надо сьездить в горный алтай там круче природа.

ШУРИК8282:
класные фотки... вам теперь надо сьездить в горный алтай там круче природа.
Спасибо, жена оттуда родом, так что были там не раз :)

это вам не это))))
отличный рассказ, хорошие фотки, места класс!!! Молодцы!!!

Мои любимые места :)). Эххх....
Спасибо...
Кот из дома, мыши в пляс. CR-V 2004 RD7 K24A1,Civic 2007 R18, Odyssey 1995 RA2 F22B, VW CC 2009

5+ Очередная встреча с Историей нашей Родины.
/ Кто сомневается, что у России особый путь, пусть поездит по нашим дорогам. (с) А. Лебедь/

до 1987 года там жил...
некоторые фото - великолепны!

"А остатки ужина скормили собаке." Прикольная фотография
Terrano TD27T

Сообщений: 20050
Странно как то, в России масса мест куда хотелось бы съездить и даже стоит....не буду продолжать.
рассказ отличный.
Abandoned places - i guess we know the score

Санкт Петербург
Был здесь,служил 2 года в поселке"Спутник",жил и прям в сопках на полевом,летом,красота,рыбалка- форель,семга на сети-уммм...
А вы что даже крабов не половили?это вы зря,эхо войны да,но там и в настоящее время,часто проводятся учения с применение боевого оружия,так что снарядов и гильз там и свежих хватает.
ээх,аж ностальгия нахлынула...
Прежде чем задать вопрос - подумай, а вдруг ответ тебе не понравится.

SuBaRu не едит <---> SuBaRu летит ------>

Иркуцк
Отличная поездка, отличные фото. Однозначно 5+.
Жаль, что очень далеко, было бы интересно самому посмотреть, проехать.

хорошо покатались

Петропавловск-Камч
чуваки держите 5

Хороший рассказ 5

Спасибо за интересное путешествие! Очень круто!
Nissan Bluebird 1.8 2001
Nissan Bluebird 1.8 Attesa 2000
Mitsubishi RVR Sport Gear 2.0 1996
Мой отзыв: Hyundai Verna 2008

Знакомые места, в 90х слулужил в Североморске
Природа суровая и обворожительная одновременно !!!!

KIA CEED / Opel Corsa

Magadan
Места классные... Овчарке Привет)))... У самого черная овчарка)))...
Nissan Patrol, 2003 г.в., y61, TB48De, АКПП...

За фото отдельная благодарность 5

интересные места..как будто виртуальное попутешествовал. понравилась манера рассказа "фото с комментариями". ПС. афтар, пиши естчо)
Toyota Corolla 2003 1nz
Мой отзыв: Toyota Corolla 2003

Хорошие фотогрфии, познавательный отзыв. Удачи!

AlekKir43:
Вот это здорово!
Пока лишь мечта.
Молодцы, однозначно зачет!
Жены они все такие! Аналогичная ситуация...
Афтырю 5!
У нас очень много денег! Просто вот совсем много!
Мой отзыв: Nissan Terrano 1997

Мой отзыв: Toyota Rush 2006

супер. очень хочется так же

Балаково
Молодцы проехали где наши деды воевали . Удивлялся, как можно такие броды преодолевать?

Ev@nder:
интересно, а как они отличили немецкую проволоку от советской?
а просто - советская вся сгнила и рассыпается при касании. кроме того известный факт, что высоту в муста-тунтури захватили фашисты и удерживали долгое время, т.к. подобраться туда невозможно, ибо нет укрытий

Здорово, вы однозначна молодцы! Приятно читать5+

Приезжайте на Сахалин. У нас места очень красивые

В Сибири
хороший рассказ. фото тоже гуд
Type SIR Euro package
Мои отзывы: Honda Accord 2001, Toyota Corsa 1999

Спасибо за очень интересный и детальный рассказ. Небольшая неточность.... Сохраняется колючая проволока (и советская и немецкая), которая зимой заметается снегом а та, которая большую часть года на ветру и без снега - гниет. Я в тех краях служил 6 лет и ходил по различным укреплениям. ТА советская проволока делалась до войны и в военное время и была очень хорошего качества. Не при горбачеве делалась и не при ельцине.
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

Спасибо за фото. Я служил как раз на той позиции с РЛС.

Магадан-Хабаровск
Отличный рассказ. И красивые фотографии. Очень приятно было почитать и посмотреть места где небыл никогда. Молодцы!!!!!!!!!

Отличный отчет!...посмотрев фото,как-будто снова там побывал...служил я в тех краях в конце 80-х гг...

Альметьевск-Манушкино
Хороший рассказ:) Но не только джипы можно увидеть на Рыбачьем:) Я этим летом таки доехал до Неметского мыса на калине спорт :)
Причем брал с собой велик,так как прошлые два раза из за глубоких бродов не мог доехать до конечной цели :) Но летом 2013 дождей было мало балгодаря чему можно было проехать почти на любой легковой машине:) Этим летом поеду уже 8 раз на Кольский :) Езжу туда и зимой летом :)
________
Ваз 2113

Альметьевск-Манушкино
И кстати ,практически весь маршрут у вас как у меня,только я еще в Рускеалу заехал и на обратном пути поглядеть подлодку :) тогда 6500 км я проехал в однюху:) точнее всегда езжу в однюху:)
А после пустыни дальше не поехали что ли до деревни с плавающими коровами?
И где берег с аместистовыми камнями?:)
________
Ваз 2113

Можно ли проехать на полуостров в апреле?

Ev@nder
Немецкая колючка 2йная, а наша одинарная

Ev@nder
интересно, а как они отличили немецкую проволоку от советской?
Немецкая колючка 2йная, а наша одинарная!

Отличный фотоотчет о прекрасном путешествии. Спасибо! Читал и вспоминал, как сам колесил с беременной женой по Рыбачьему.
Если Вам нравится путешествовать - обязательно доедьте до Куэльпорр (под Кировском Мурманской области). Место завораживающее.
Удачи!!!

Молодцы,что собрались и съездили! Но не хватает самого малого-бани на берегу Баренцева моря,свежевыловленных и приготовленных крабов и гребешков,привезенных рогов северных оленей,найденных в тундре на месте пастбищ стада.А самое главное-200 км пешком,с тяжелыми рюкзаками по тундре,по берегу Северного Ледовитого океана, по дороге нападая на заросли морошки и любуясь величие океанского прибоя на мысе Кекурском и наблюдая в бинокль лежбище млекопитающих. Прикоснулись к величию изнутри.