Путешествие в Национальный парк «Алханай»

14.09.2011 | 22030 просмотров

Вместо предисловия: мне часто думается о том, что интересные и красивые места находятся где-то далеко и, чтобы их увидеть, надо проехать тысячи километров, поэтому зачастую без внимания остается то, что находится совсем рядом, и куда съездить, по этой причине, как всегда, не хватает времени. Я очень много слышал про Национальный парк «Алханай», который расположен в Забайкальском крае, примерно в 250 километрах от Читы, видел фотографии его главной достопримечательности, визитной карточки Алханая — «Храм Ворота», но, прожив в Чите более девяти лет, так и не был там. Само путешествие задумывалось скорее как небольшой фототур, но, к сожалению, главной цели путешествия я так и не достиг, в силу определенных обстоятельств, собственно из-за которых и остались у меня неоднозначное впечатление от поездки...

Из Читы я выехал с рассветом, около семи часов утра. Когда едешь и знаешь, что торопиться некуда, дорога и вождение автомобиля доставляет удовольствие. Чтобы добраться до национального парка Алханай, необходимо ехать по дороге А-166, а после поселка Дарасун свернуть на дорогу А-167 и ехать до села Дульдурга, потом поворот на северо-запад до села Алханай. К сожалению, навигация от Гугл полагает, что проложить указанный маршрут невозможно, а карты «Навитела» на участке от с. Маккавеево до курорта Дарасун считают, что дороги проходят не там, где им положено быть. Указателей на дорогах никаких нет, поэтому приходилось подключать интуицию и здравый смысл.

Вся дорога (достаточно неплохая, особенно если не разгоняться больше 100 км/час) проходит по весьма живописным местам,…

…иногда попадаются смотровые площадки, с которых отрывается красивый вид.

О том, что я уже приближаюсь к цели своего путешествия, известил дорожный указатель.

Проехав этот равнинный участок, заметил, что сопки стали немного другими, впрочем, как и дорога...

Тем не менее, такая дорога меня обрадовала, поскольку, если судить по обозначениям в «Навителе», меня ждала грунтовка. На всем протяжении пути от Читы до села Дульдурга мне попалось на глаза 3-4 заправки и всего 1 шиномонтаж. Не зная, что ожидает дальше, в Дульдурге пополнил запасы топлива.

Дорога на Алханай в Дульдурге резко сворачивает, и до Национального парка остается проехать около 40 километров на северо-запад, асфальт наконец закончился и началась грунтовка.

После поворота увидел местного жителя, «голосовавшего» на остановке, сжалился и решил подвести. Он представился Максимом (как оказалось впоследствии, его звали Сергей)...

На этом я все же остановлюсь поподробней. Он рассказал, что работает в Национальном парке гидом и все мне покажет и расскажет, проведет по самым интересным местам. Стоимость своих услуг за три дня он оценил в 3 000 рублей (что, собственно, примерно вписывалось в то, что я прочитал в интернете о гидах). Он показал мне дорогу в палаточный лагерь, по пути рассказывая много интересного про здешние места, историю и традиции. Я, собственно, обрадовался такому знакомству, и совсем забыл, что нахожусь в России, в местности, где нет работы, где местное население (которое либо уже отсидело, либо еще будет сидеть) занимается фактически только пьянством, а когда трезвеют, то их цель поиск денег на опохмел. Я с радостью расстался с деньгами и больше своего гида не видел. Потом, пообщавшись с «официальным» гидом по имени Роман (который по внешности сильно был похож на Максима — Сергея) узнал, что я не один такой доверчивый, две недели назад этот парень под предлогом, что сейчас «быстро сбегает и распечатает фотографии» с телефона одной туристки, пропал с ее телефоном. Поэтому для тех, кто поедет туда первый раз, рекомендую ни на минуту не терять бдительности. Гиды водят людей группами, стоимость услуг 100-200 рублей с человека, по возможности не пользуйтесь услугами гидов-русских, как меня потом уверяли, на святом месте бурят не обманет, в это я склонен поверить, но и особой помощи от них не ждите, отношение к туристам не бурятам достаточно равнодушное. Для поддержания правопорядка там открыт временный пункт полиции, сотрудники которой всегда окажут вам помощь.

Проехав село Алханай и поднявшись по склону, увидел вот этот знак, означающий начало границ Национального парка.

До ворот КПП стоит Cтупа Далай-Ламе XIV, который в 1991 году посетил и освятил Алханай.

Въезд на территорию Национального парка «Алханай» платный, 100 рублей за машину и 70 рублей за человека, рекомендую там же приобрести путеводитель, его стоимость — 200 рублей. Остановиться и поставить палатку можно в любом месте, не обращая внимание на угрожающие надписи в виде «За установку палатки штраф 1 000 рублей», и если с вас попытаются взять штраф, то попросите сделать это обязательно в присутствии сотрудника полиции, думаю, вопрос сразу решиться.

Я остановился в палаточном городке примерно в трех километрах от источников, все простенько и уютно, рядом есть туалеты, кафе, продают дрова, есть, где поставить машину, палатку, разжечь костер. Там же недалеко медицинский пункт, юрточный городок, база отдыха, где через туроператоров можно купить места для проживания.

В палаточный городок я приехал в полдень, немного подкрепившись, так и не дождавшись своего сбежавшего проводника, самостоятельно отправился искать местные достопримечательности.

От палаточного городка до источника ведет асфальтовая дорога. У самого входа к источникам расположен музей, который рекомендую посетить, всего за десять рублей вы найдете там ответы на абсолютно все интересующие вас вопросы и можно приобрести сувениры.

Осмотревшись на местности и изучив карту путеводителя, я подумал, что сложного ничего нет, все рядышком. Протяженность маршрута по путеводителю всего пять километров и перепад высоты 260 метров (всего-то). Прихватив к рюкзаку с фотоаппаратом и штативом 0,5 литров воды и шоколадку, я вступил на тропу.

Согласно путеводителя в практике буддистов-бурят существует наиболее доступный ритуал поклонения и почитания Алханая — малое гороо, это тот самый маршрут, по которому я и вознамерился пройти. Верующие проходят его в течении одного дня.

Маршрут начинается от ручья Аршан, относящийся по составу воды к гидрокарбонатно-кальциевым, и имеет большое содержание, помимо некоторых микроэлементов, йода и серебра, что делает воду Аршана по словам местных поистине «святой».

Пройдя по мостику на другой берег, я бодро начал подъем по тропинке и вскоре достиг Димчиг Сумэ (Хозяин Алханая), расположенный на высоте 1 200 метров над уровнем моря (ручей Аршан расположен на высоте около 1 080 метров над уровнем моря). Культовое место связано с естественным гротом, по трещинам которого просачивается вода.

Обойдя Димчиг Сумэ против часовой стрелки, попадаешь на смотровую площадку, с великолепным видом «Качающегося камня».

Поднявшись дальше по тропе, миновав высоту 1 325 м, прошел мимо Зула (Вечная лампада), останец, который по своей форме напоминает светильник с ручкой, и вышел к Сэндэма (Небесная фея Мудрости), со смотровой площадки которой виден Храм Ворота.

Дойдя до этой точки, я понял, что хождение по таким тропам очень скоро меня измотает, особенно если это вообще можно назвать тропой,…

…но вид Уудэн-Сумэ (Храм Ворота), до которого казалось подать рукой, вселил в меня надежду и силы, несмотря на то, что запаса воды осталось меньше половины. Я продолжил движение, но вскоре понял, что Небесная фея Мудрости решила подшутить над до мной, направив меня по тропе, ведущей к обрыву, пришлось карабкаться назад и искать тропу, которая петляя спускалась вниз по склону. То тут, то там попадались пирамидки из камней, сложенные паломниками.

Оказалось, что спуск требует не меньше усилий, чем подъем, и когда я уже понял, что без отдыха не обойтись, на пути попался ручей.

Вода была в нем, как и в Аршане, очень холодной, обмыв лицо и голову, я буквально тут же ощутил себя бодрым и практически не уставшим, как будто позади не было подъема и спуска, может, это всего лишь просто ощущения, но лучше буду думать, что это «волшебное действие места».

На другом берегу ручья стояла каменная часовня, выложенная еще в 18 веке.

Только здесь я первый и последний раз за все время встретил людей.

Немного отдохнув и восстановив силы, я наконец добрался до «визитной карточки» Алханая: Уудэн-Сумэ (Храм Ворота).

Храм Ворота — это ворота в мир божества Дэмчог (так по-тибетски звучит Димчиг). В центре арки находится субурган, вокруг которой производится жертвоприношение хадаками, рисом, деньгами. Вход в Храм Ворота охраняет страж,…

…а чуть выше расположена скала Загуурди (Промежуточный мир).

Это месторасположение промежуточного мира, где 49 дней витает душа умершего, после чего она должна пройти свое перерождение.

С этого места хорошо видно Доржо Пагма (Алмазная Царица), но тропинка уходит в сторону от нее и выводит меня к Эхын Умай (Чрево матери).

Согласно добуддийского культа Матери Земли, женщины, просящие детей, должны провести обряд почитания и поклонения, затем проникнуть в пещеру, найти камешек или другой предмет и таким образом получить магическое исцеление и способность иметь детей. Говорят, что найти в пещере камешек сейчас уже не просто сложно, а очень сложно.

После пещеры тропа опять пошла вниз, мимо камней, выложенных паломниками,…

… таких «столбиков» стояло больше сотни и занимали большую площадь на склоне.

Опять изматывающий спуск и подъем по тропинке которая периодически внезапно обрывается, и ее приходится искать заново, несколько раз приходилось возвращаться, у меня стали закрадываться сомнения относительно пяти километров, но отступать было некуда, если я хотел до наступления темноты добраться до лагеря, мне надо было подняться на вершину хребта (1 200 метров над уровнем моря) спуститься с него. Подойдя к скале Наро-Хажод (Небесная музыкантша), я просто скинул с себя рюкзак с фотоаппаратом, дрожащими руками достал плитку сникерса (единственное из съестного, что было со мной) и с ужасом посмотрел на остатки воды...

Особенностью этого останца является воронкообразная трещина. Считается, что через трещину проходит поток космической энергии из Вселенной на Алханай. Глядя сейчас на этот снимок и пытаясь его откорректировать, вспоминаю Маргулиса с его Йеллоустонским национальным парком, я только сейчас стал понимать, что серого цвета на Алханае нет, камни покрыты мхом и лишайником, и сами имеют самый невообразимый цвет, вот где раздолье для творчества цветокорректоров.

Дальше опять подъем, по тропинке, которая никак не хотела меня выводить к цивилизации, периодически прячась от меня.

Поднимаясь по ней, стал вспоминать преимущества карбоновых штативов перед алюминиевыми, вспомнились простые истины опытных альпинистов-фотографов о каждом лишнем грамме веса, о воде, которой уже не было ни в бутылке, ни в организме, и я просто перестал потеть и стал раскаляться, как камень на солнце. Так я дошел до дома затворника, доставать фотоаппарат уже не было сил, возле дома нашел очень маленькую идеально круглую лужицу с ледяной водой, которая помогла немного охладиться. Это было самой верхней точкой, предстоял опять спуск, который выматывал не меньше. Сначала он был достаточно пологий, но, приближаясь к Аршану, стал почти отвесным, я не знал правильно ли иду, и вообще тропинка ли это, но я знал, что внизу Аршан, и это все что было нужно...

Как было приятно в очередной раз ощутить живительную прохладу ручья, которая тонкими струйками текла по раскаленному лицу, даже стало казаться, что вода шипит и испаряется прям на коже. Насладиться прохладой, раздевшись и окунувшись полностью в ручей не удалось, как ни странно, с этого места меня просто выгнали комары, жаждущие свежей крови, которых почему-то в других местах ручья не было. Оставшийся путь до машины занял немного времени, по пути попадались люди, идущие искупаться в водах Аршана.

Всего на прохождение маршрута у меня ушло пять часов. В последствии мои сомнения насчет 5 километров подтвердились, со слов местных гидов маршрут, по которому я прошел, составлял 10,5 километров.

Затем была попытка розыска моего гида (я еще не знал, что он не работает гидом), общение с полицией, удивление, что я путешествую один...

Ночевка в палаточном лагере прошла спокойно и тихо, проснувшись утром, я понял, что добраться до тех мест, где был вчера, к тому же в «режимное» время уже не смогу, сказывается отсутствие должной физической подготовки, и, по всей видимости, придется довольствоваться только рабочими набросками...

Уезжал с некоторой досадой и разочарованием...

P.S. Надеюсь мой рассказ для кого-нибудь будет полезным и познавательным, вопросы можно мне задать написав сюда: flash-v@mail.ru.

01 сентября 2011 года .

Виктор Морозов.

Использованные источники: путеводитель «Аршан — Храм Ворота», фотографии автора.