Путешествие через Саяны в страну степей

26.05.2011 | 34414 просмотров

Эта поездка стала самой спонтанной среди прочих незапланированных поездок нашей семьи по просторам России. За неделю до нее мы не знали, что куда-то вообще поедем, за три дня не знали, на какой срок поедем, а в момент выезда из Томска — куда поедем. У нас были только направление поездки — Хакасия и пятидневный интервал между дежурствами на моих работах, за который надо было максимально дать отдохнуть душе и телу. Поэтому импровизировали на ходу.

На момент написания отчета портфолио наших путешествий выглядело так:

1. Путешествие на Горный Алтай (2008 г.)
  2. Путешествие в Хакасию (2008 г.)
  3. Путешествие в Хакасию (2009г.)
  4. Путешествие в Тыву (2009 г.)
  5. Путешествие в Шерегеш (2010 г.)
  6. Путешествие на Байкал и в Бурятию (2010г.)
  7. Путешествие в Казахстан (2010г.)

Ниже представлена карта наших путешествий.

Экипаж путешествия теперь уже традиционный — одна семья (Рома, Юля, Лиля) на одной машине (Toyota Caldina).

14.08.09г. 1-й день путешествия

Собирались в день поездки, из-за чего покинули Томск только в 11:00. Глобальных задач для первого дня мы не ставили. Главное было добраться до Хакасии. На ночевку решили встать на небольшом пресном озере Матарак недалеко от Шира. На нем мы уже ночевали два месяца назад во время непродолжительной поездки в Хакасию с велосипедами. Оно нам понравилось меньшей популярностью у туристов, чем другие водоемы этого района и красивыми ландшафтами в окрестностях с обилием сопок.

Нигде не задерживаясь, мы за шесть часов по маршруту Томск — Ижморский — Кольцовка — Верхняя Чебула — Тисуль — Шарыпово — Ужур — Шира добрались до озера Матарак.

На озере, в отличие от июньской поездки, на этот раз мы ночевали не в гордом одиночестве. Было с десяток машин туристов, главным образом рыбаков. После дороги и дежурства накануне мы не стали откладывать сон.

Пройденная дистанция за день — 635 км.

15.08.09г. 2-й день путешествия

Утром нас разбудил холод. Погода на улице больше соответствовала середине осени, но никак не пику лета. Температура не превышала 7 град. С и периодически моросил дождь.

Желания задержаться в такую погоду на озере мы не испытывали.

Поэтому собравшись и позавтракав, отправились в путь. На трассу к оз.Шира вернулись по дороге мимо оз.Шунет.

В районе обеда были в Черногорске, где заехали к знакомому Юли. За кружкой чая поведали о своих бесцельных планах ехать куда-нибудь на юг к горам, в сторону Ергаки по трассе М54 и возможном заезде в Тыву. Он нам посоветовал ехать в сторону Абазы, т.к. места там малолюдные и не менее красивые, чем в Ергаки. По поводу Тывы его родители поведали о страшных историях, как тувинцы убивают туристов и разбойничают на дорогах. В догонку к рассказам получили газовую горелку, то ли для разжигания костра в сырую погоду, то ли для обороны от тех самых тувинцев.

Еще перед Черногорском небо затянуло тучами, и начался противный холодный дождь, который сопровождал нас весь оставшийся день до места ночевки в горах за Абазой. Из-за него мы не стали заезжать в Абакан и на Саяно-Шушенскую ГЭС.

Абазу миновали в районе семи часов вечера, не забыв залить полный бак бензина. Дальше на 200 км нет ни заправок, ни сотовой связи. Горы встретили нас дождем, туманом и сумерками.

Знакомый из Черногорска посоветовал остановится на ночевку возле 4-го после Абазы моста через р.Она. Место стоянки нашли в темноте не сразу, свернув сначала на лесовозную дорогу, где оторвали защиту двигателя и повредили (как оказалось потом) переднюю внутреннюю гранату. Дождь не прекращался, поэтому трансформировав багажник, заночевали в машине. Тесновато для троих, зато тепло и не сыро.

Пройденная дистанция за день — 399 км.

16.08.09г. 3-й день путешествия

На этот раз разбудил нас не холод или дождь, а яркие лучи солнца, слепившие глаза даже через закрытые веки. Настроение сразу улучшилось. Место для стоянки оказалось удобное, но изрядно загаженное предыдущими постояльцами-свиньями. Подкрепившись, мы прогулялись вдоль реки, любуясь пейзажами гор.

Во время прогулки встретили деда-рыболова, избавляющего р.Она от избытка хариусов. Оказалось, что по соседству с нами ночевала большая компания красноярцев.

Рыбалка на хариусов на р.Она популярна у местных и туристов. По дороге в Тыву мы встретили более двух десятков рыбаков.

Изрядно отдохнув, выдвинулись дальше.

Дорога через Западный Саян в Тыву живописная. На всем протяжении (за исключением небольшого участка на границе республик) она покрыта асфальтом, в сносном состоянии, окружена тайгой и имеет много мостов, поворотов, участков, проходящих под отвесными скалами или над горными реками. Скучать, созерцая окружающие пейзажи, нам не пришлось. Мы часто останавливались, гуляли, фотографировали. Погода благоприятствовала этому.

Движение по трассе А161 АбазаАк-Довурак минимальное. Машин с номерами других регионов встретили всего несколько штук. Организованный туризм ограничивается несколькими турбазами, самой старой и известной из которых является Снежный барс. В общем раздолье для дикого туризма, охоты (много свертков на охотничьи угодья) и рыбалки на горных реках.

По дороге насчитали четыре крупных перевала. Самый высокий из них — Саянский (Сотый) высотой 2206 метров над уровнем моря на границе Хакасии и Тывы. Он находится в зоне горных тундр. Горы здесь почти лишены растительности и местами покрыты снегом.

Пронизывающий холодный ветер и 2 градуса тепла не позволили насладиться окружающими панорамами и прогуляться. А жаль. Помимо красивых пейзажей именно здесь находится граница республик Хакасия и Тыва.

Через 20 км от Сотого перевала проехали тувинскую таможню. Символическая запись в журнале, осмотр багажника и мы свободны.

Вскоре растительность начала меняться. На смену соснам и елям пришли тополя.

На мое предложение встать на ночевку на р. Кара-Суг, Юля захотела проехать еще дальше. В итоге, перевалив Акский перевал, мы оказались в степной Тыве. Посреди степи на ночевку не встанешь, а все мало-мальски приличные места заняты стоянками тувинцев-скотоводов. Пришлось ехать дальше.

В Ак-Довураке заправились. На заправке привязались местные тувинцы-гопники на двух «девятках»: откуда, куда, дай закурить, дай денег. Проигнорировав их любопытство, выдвинулись на восток по трассе А162 в Кызыл. Начало темнеть, а приличные места для ночевки не попадались.

Еще дома, изучая карты, я обратил внимание на Саяно-Шушенское водохранилище, которое на территории Тывы значительно разливается по равнинной местности, образуя самый крупный водоем республики. С западной стороны по степи к нему шло множество ниток дорог. Туда мы и отправились в поисках ночлега.

С трассы свернули в Ак-Дуруг и, минуя Ча-Холь, оказались в степи с десятком дорог во всех направлениях. Время было за полночь. Темнота не способствовала ориентированию на пересеченной местности. Света фар хватало высветить разве что тушканчиков, в панике прыгающих под колеса машины. Тут-то и пригодилась GPS-навигация со спутниковой картой. Только благодаря ей удалось найти стоянку на берегу водохранилища. Рассмотреть окрестности стоянки в темноте не удалось. В надежде утром не обнаружить возле машины толпы тувинцев, мы легли спать.

Пройденная дистанция за день — 355 км.

17.08.09 г. 4-й день путешествия

Утром, выбравшись из машины и осмотревшись, были приятно удивлены ночным выбором стоянки. Мы находились в уютной бухте, с трех сторон окруженной горами. Дорога, уходящая в воду, осталась для нас загадкой. Одно из предположений — паромная переправа.

Подкрепившись, я с Лилей облазил близлежащие горы. Юля в это время покидала спиннинг, но зацепила только камень. Из жалости к блесне пришлось искупаться в холодной воде водохранилища.

Ночные жители тушканчики попрятались в норы отсыпаться. Им на смену повылезали змеи, став для нас неприятным сюрпризом. В непосредственной близости от машины встретили двух. Выяснять ядовитость у 70-сантиметровых гадов мы не стали.

В обед мы отправились в дорогу. При дневном свете рассмотрели степь, на которой искали место ночевки. Пейзажи непривычные глазу жителя лесных районов России.

В целом же равнинная часть Тывы вдоль трассы А162 Ак-ДовуракКызыл нам не понравилась. Серые и однообразные пейзажи, тянущиеся за окном на многие десятки километров. Только изредка они разнообразятся одинокими скалами, немногочисленными сопками, зарослями тополей или петляющими в осоке речушками с заболоченными берегами.

Степная часть Хакасии нам больше приглянулась.

В сам Кызыл заезжать не стали. Испортилась погода. Начал периодически моросить дождь. Город обогнули по объездной дороге и направились в сторону Абакана по трассе М54.

Степи начали уступать место горам и пейзажи за окном стали меняться в лучшую сторону.

Отметившись на посту в Шивилиге, мы пересекли границу Тывы и Красноярского края на перевале Нолевка (1560 м над уровнем моря).

Природа здесь не менее красивая, чем вдоль трассы АбазаАк-Довурак. Но интенсивность движения по М54, обилие местных и туристов, повсеместные следы человеческого влияния на природу не дают здесь оторваться от цивилизации. Плюс к этому нехватка времени и дождливая погода не позволили уделить этому отрезку нашего путешествия больше внимания. По этим же причинам не стали устраивать пешую прогулку по природному парку Ергаки.

На ночевку хотели встать за Буйбинским перевалом на р. Бол. Кебеж, но орды голодного гнуса нападали, как только выходили из машины. Поэтому отправились в ночь в поисках лучшего ночлега. Он нашелся ближе к полуночи на оз.Тагарское, куда мы завернули, игнорируя таблички с запрещающими надписями. Запах сероводорода и кряканье уток в зарослях тростника не могли помешать крепкому сну после насыщенного впечатлениями дня.

Пройденная дистанция за день — 559 км.

18.08.09 г. 5-й день путешествия

Пора было возвращаться домой. Лимит времени отведенного на отдых подходил к концу. Уже завтра я должен был выходить на дежурство.

Через Минусинск и Абакан мы вернулись в Черногорск, тем самым замкнув так называемое Саянское кольцо. В Черногорске заскочили к знакомому и съездили на продуктовый рынок, где закупились помидорами, яблоками и вкусными минусинскими арбузами. Все же щедрее на урожай абаканская земля. После вида огорода знакомого в Черногорске, на свой смотрели со слезами.

От знакомого также узнали, что в то время (17.08.09 8:13), когда мы стояли в Тыве на берегу Саяно-Шушенского водохранилища, произошла авария на СШ ГЭС.

Из Черногорска выехали с опережением графика, поэтому никто не был против поездки в Долину царей. Она находится в 35 км от трассы М54 по дороге на Сорск. Немного поплутав по степи, мы нашли ворота в Долину царей. Это два невысоких менгира, по описанию в руководствах обладающих высокой энергетикой. Возле ворот уже находилась новосибирская семья, глава которой подпитывался той самой энергетикой от одного из менгиров, прислонив к нему седалище. Мы энергетики не почувствовали, разве что Юля захотела спать.

Помимо ворот в долине много крупных курганов. Один из них, раскопанный, находится недалеко от ворот. Это Большой Салбыкский курган. Побродив по нему, мы поспешили в дорогу, испугавшись приближавшихся дождевых туч.

Остальная дорога повторяла наш путь из Томска с минимальными отклонениями. Мы заехали на заброшенный аэродром возле оз.Шира, чтобы перекусить и на оз.Тус, чтобы набрать лечебной грязи.

В 1:00 19.08.09 мы были дома.

Впереди нас ждал целый год тяжелой работы и новые путешествия по России.

Пройденная дистанция за день — 905 км.

Итоги

За пять дней путешествия мы проехали 2 835 км по территории Томской и Кемеровской областей, Красноярского края, республик Хакасия и Тыва. Несмотря на ограниченные временные рамки и отвратительную для пика лета погоду мы познакомились еще с одним уголком нашей необъятной и такой разнообразной Родины, изрядно оторванным от большой цивилизации и не всегда гостеприимным для чужих.

Уже по приезду в Томск, спустя время, я начитался в отчетах и статьях о не всегда адекватном отношении местного населения к русским, различных инцидентах и т.п. У нас проблем с местным населением, за исключением случая на АЗС в Ак-Довураке, не было. Да мы и не особо стремились контактировать с ним, ища покой и уединение. С удовольствием еще раз побывали бы в горных районах Тывы и Хакасии, а также прокатились бы вдоль границы с Монголией от озера Торе-Холь до п.Кош-Агач на Горном Алтае. Новая машина (Toyota Hilux Surf 2001г.) это позволяет сделать. Осталось найти только драгоценное время.

Спасибо, что осилили мой рассказ.
volos-t

Хорошо съездили, фото приятные, за активные ссылки по точкам маршрута - отдельный плюс!

P.S. змеи ужас какие здоровые :/

абакан
вот такие вот красивые у нас места.сам часто езжу по этим маршрутам,и и каждый раз сердце замирает от великолепия.
форд фокус 2

Красотища,да и только...Молодцы!!!Хорошо отдохнули...

Зачёт, особенно за фото
Я ни настолько богатый, чтобы покупать дешёвые, некачественные авто.

Очень хорошие фото!

классные фотки

Зачет, фотки хорошие и много.

Екатеринбуг
Конечно же зачёт, +5
Водка не бензин, за городом расход выше
Мои отзывы: Honda Stepwgn 1999, Toyota Dyna 1995
olegm42
Молодцы!!! Шикарно прокатились!

Интересно, что природа очень похожа на Прибайкальскую и местами на Забайкальскую.
Точь в точь такие же пейзажи могут видеть жители Иркутской области и Бурятии практически не отъезжая более 150 км от своих городов.
Мой отзыв: Land Rover Range Rover 2001

8-924-270двачетырепятьшесть

Юг Западной Сибири
Здорово, только как-то быстро. Дней бы на 10.

в этом году тоже планировали почти этим же маршрутом попутешествовать,но родственники ездили к знакомым в Туву в марте этого года по делам -так нам сказали что много местных неадекватных джигитов встречаються, и их знакомые с Тувы не посоветовали туда ехать тем более на одной машине!

В этот раз быстро отчет опубликовали. Видать очередь подсократилась.

Теперь буду садится писать о самых первых поездках в Хакасию и на Горный Алтай.

Хорошо прокатились.

Хороший отчет, отличные фото. Удачи автору!
А что там с бензином в Тыве, по-прежнему под 50р/л ?

Природа супер!!! Фото класс!!!

Красивые фотографии!! Пиши еще!!
Toyotа Sprintеr 2000 г. 5А-FЕ механика

Щёлково
Спасибо. Красиво там. Только холодно.

Молодцы. Мы тоже в начале августа 2009 г. по Хакасии путешествовали, самое интересное, когда заехали посмотреть на Большой Салбыкский курган, то тоже поскорее уехали, т.к. погода начала стремительно портиться, тучи понабежали. Зато как только выехали на трассу всё рассеялось и снова светило солнышко. На СШГЭС были ровно за 2 недели до аварии, ещё побывали в Шушенском, ну и разумеется посетили основные достопримечательности Ширинского района. До Тувы пока не добрались, но непременно съездим, так что спасибо за отчет!
Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!
Серж Краснодарский
Супер поездочка. отчет краток, но очень ёмко написано, завидую белой завистью.... Приезжайте в Краснораский край, места тут такие, что думаю ваш отчет о нем перекроет все рамки ))
оз. Тере-холь считается самым красивым озером в Туве.
Готов быть Вашим проводником вдоль границы границы с Монголией от озера Торе-Холь до п.Кош-Агач на Горном Алтае.

Серж Краснодарский:
Если бы не ник написавшего, то не в жисть бы не догадался куда приглашают)))
Да пребудет с вами сила, масса и ускорение!

Очень красиво и интересно!!! Пиши еще! Ждем отчетов на Сурфе!! :о)))

Тыва и Монголия вроде бы соседи, а как будто говорим о разных планетах - в одной гопники и постоянные проблемы с туристами, а в другой - потрясающее гостеприимство и радушие к туристам. Достаточно пересечь границу, как все меняется на 90 градусов... Парадокс...:о(((

Комсомольск-на-Амуре
Хороший отчёт. +5

Nickich:
Хороший отчет, отличные фото. Удачи автору! А что там с бензином в Тыве, по-прежнему под 50р/л ?
от 26 до 35 рлитр 92 го сайчас.

Хорошо съездили. Молодцы!!!

Дорога что под воду уходит это старая дорога ведущая в старый Чаа Холь и старый Шагонар соответств. Сейчас это все под водой...

читаем все ваши путешествия всем семейством, молодцы земляки!!
!!!!!!
НЕИМОВЕРНАЯ КРАСОТА!!!

Отличный отчёт.Респект фотографу ))

фото, как и поездка, отличные!

Иркутская область,
красотища 5+++
Mitsubishi Pajero iO 1.8 ZR-S автомат 1999 H76W
Daihatsu Rocky 1.6 SX limited автомат 1993 LSD

отлично написано (+ ссылки), красивые фото, МОЛОДЕЦ!!!
Респект семье автопутешественников!!!
Мой отзыв: http://reviews.drom.ru/toyota/camry/48606/
Мой отзыв: Toyota Camry 2011
местный тувинец
Да, одинокая машина с неместными номерами на автозаправке, запад Республики. Совет: иметь запас бензина и нигде не останавливаться, а лучше и не соваться на запад Тувы (в плане безопасности). Или ездить внушительной компанией. А по М-54 до Кызыла, озер Дус-Холь, Чагытай, и далее почти до границы с Монголией, до озера Тере-Холь - пожалуйста.
Джорж 1 Томск
Молодцы Томичи! А вот перед Акским перевалом нужно было свернуть на лево, на реку Ак-Суг, там отличное место для отдыха в тени лиственниц! И в Кызыл зря не заехали на центр Азии поглядеть! Прочитал и ностальгия обуяла! Два раза вдоль Монгольской границы ходили из Кош-Агача, места просто прелесть!!!!!!!!5+

Спасибо за отзывы.
юранак:
Ну не в африку же ездили, чтоб баобабы по сторонам дорог торчали. Хотя есть и отличия. Высокогорные леса возле перевала Саянский мы не встречали ни на Горном Алтае, ни в Бурятии, ни в горах возле Алматы. Очень красивые как из сказок детства про дремучие леса с лешими и прочей нечистью.
псевдоним:
Степную часть Тывы можно проехать за полдня по трассе Ак-Довурак - Кызыл. Ночевать же можно в горах перед Ак-Довураком и после Кызыла в Ергаки. Если не контактировать с местным населением, то проблем не будет.
Серж Краснодарский:
Приедем. Планируем поездку на Кавказ и на Ч.море в 2012г.
Ocean2Ocean:
Очень красиво и интересно!!! Пиши еще! Ждем отчетов на Сурфе!! :о)))
До ваших поездок пока далеко, но стремимся :) Не ту работу выбрал... Было бы больше времени... А так приходится довольствоваться крохами по 3-12 дней. Жутко охото настоящее месячное путешествие. О Монголии мечтаем давно. Надеюсь, что года через 2-3 покорим ее.
dromec:
от 26 до 35 рлитр 92 го сайчас.
Хорошо съездили. Молодцы!!!
местный тувинец:
Что угодно может случится в любой поездке и не обязательно для этого ехать в Тыву. А часто это случается когда меньше всего ждешь.
Мои автопутешествия и не только - http://volos-t.livejournal.com/
Отличный отчет, очень приятно что к нам люди ездят не только на озера)
гостеприимный тувинец!
Насчет негостеприимных тывинцев вы все таки неправы уважаемые дромовцы не все такие, народ у нас наоборот отличается добродушностью и дружелюбием просто встречаются единоличности необразованные,везде у всех народов есть такие неадекваты и у русских и у тувинцев, не так ли??!!!!))) от Ак-Довурака до Кызыла действительно природа не очень,но в других районах просто красота-ляпота, но не буду говорить где,а то начнут ездить и портить природу моей ТЫВЫ!!!))))
Тувинец555
тывалар база бар дыр,аааа!!!!
Шу-де!!
(хамааьыларын дыка сестир дээр сен:)))
За фото РЕСПЕКТ!!!БРАТАН!!!

Киров
Молодцы, слов нет!!! Супер вояж!!! Классные фотки!!! В наших широтах нет таких красот :((( А так хочется глянуть живьём!!! Но, глянув на карту, понимаешь: ДАЛЕКО! :( Ещё раз МОЛОДЦЫ!!!
Estima Emina 2TZ 4WD MT.
Мой отзыв: Toyota Crown 1997

Очень порадовало! Спасибо!
Ыдык Очур:
Шу-де! Тывалар! Хамаатыларын сезинмейн канчаар, тываларын сараалыг-ла болгай, холун эртир менээргенир болза. Шаанда канчап чангыс "орус" деп сос дээш хоругдап чораан дыр, ону ындыг дораан утпас дыр ийин.
???????????? Вы нас всех послали на.........? Или восхитились красотами замечательных фотографий в рассказе? А моежет приглашение в гости?... Путешественники народ открытый и не хочется что бы с ними играли в жмурки. Это не честно!

Спасибо за рассказ и прекрасные фото!!! Удачи вашей семье!

гостеприимный тувинец!:
... в других районах просто красота-ляпота, но не буду говорить где,а то начнут ездить и портить природу моей ТЫВЫ!!!))))
свой мусор с Торе-Холь мы прилежно довезли до Кызыла и отнесли в контейнер на заправке .
говорите уже про другие районы ! :-)

отличное путешествие, молодцы ребята...занятный отчёт
поразила фраза про таможню Тувы...она теперь заграница???
Лучше поздно, чем никогда.
Всё проходит.

Да ...молодцы...ничего не скажешь....Я в феврале сгонял из новосиба до красной поляны с покатушками по всему черноморскому побережью и через москву обратно...и все это на мазде сх-7...проблем никаких...удовольсвия масса...дороги супер.....менты как и везде, ну может чуток пожадновастей......крастища... ..кавказские дороги вообще сплошной чике-таман, рекомендую...если силы есть, то в перед!!!!!!!

Бердск, Новосибирская обл
Хочу туда. Полазил сейчас по снимкам спутниковым + инфа по местности в инете... хочу
Супер Лучше никогда не видел природы чем на Алтае

Читала на одном дыхании. Очень красивые фото. Спасибо за рассказ!
Мечтаю увидеть все своими глазами :)
Счастье - это когда тебя понимают!
Бердск
+5 балла

Улан-Удэ03rus
в 1982-1985 годах работал в старом городе Шагонар, который перенесли на 7 км ближе к Кызылу.
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

Улан-Удэ03rus
1918 год: "...есчё оччень много людэй, не знаюшчих латышского яззыкаа!" (Ю.Стоянов про И.Алейникова в "Городке")

Иркутск, Улан Удэ
читать не стал. много букв. так по диагонали.
МОЛОДЦЫ,
ТОЖ СГОНЯТЬ НАДО ПО ТЕМ КРАЯМ :)
уважуха путешественникам!

Тож был в Хакасии 2 г назад, хочу еще.

Я за Дальневосточную - Республику
Хорошо прокатились.
RAV-4, 3S-GE

Краснокаменск
Краснораский край,
Прыкольно))) Автору за рассказ и фото - только ПЯТЬ.
Поменяю RA 3, на RA 6. RA 3 в ОТС.

Сообщений: 121900
ну что сказать? молодцы! читал с интересом,фотки тоже-класс. пиши ешё.
105 лет-это не возраст.я ехаю туды,а вы куды?

местный тувинец:
+1! Двумя руками За!
Если не контактировать с местным населением, то проблем не будет.
Проблема в том, что они контактируют с тобой :))
Тувинец555:
тывалар база бар дыр,аааа!!!! Шу-де!! (хамааьыларын дыка сестир дээр сен:)))
орлан
все зависит от вас самих,каждый видит то что хочет видеть и слыщать

)Особое отличие местного менталитета - базарить на своем языке в присутствии человека, не владеющего им. Жутко бесит в бизнесе :((((

не забывайте что некоторые местные по русски вапще ни ни)))) и ничо, бизнес все равно ж идет...

Семейные тувинцы не боятся что ли? Мы женой тоже боялись когда заблудились когда ехали обратно из Томска в Кызыл и попали г.Асино оттуда попали какой то край света под названием Тегультет.Ехали боялись что привлекут внимание не местный номер машины, Боялись местной молодежи которые тусовались пьяные возле пивных палаток у населенных пунктов.Невольно начнеж думать как бы машина не подвела незнакомой местности.Вернулись 6 утра на трассу Томск Мариинск

Зачётище!!!
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado

уссурийск
Калдина бодрая. Россия пугает
1998 JZS155 Crown RoyalSaloon G
1989 MZ20 Soarer 3.0GT Aerocabin

гостеприимный тувинец!:
В поездках контактировали с хакасами, бурятами, алтайцами, казахами и тувинцами. Каких-то проблем не было ни с кем. Но бытует мнение именно о негостеприимности тувинцев. Почему-то все спрашивают нас "не страшно ли было ездить в Тыву?", а не на Горный Алтай, Бурятию и т.п. Значит все-таки предпосылки есть для его существования.

В дорогу всегда берем рулон мусорных мешков. Так что за сохранность природы не переживайте.
Тоже Тувинец:
Вы не переживайте. Местным на остановках и у ларьков зачастую глубоко параллельно какой вы национальности, когда им захочется "пообщаться", прикурить или еще чего на пьяную голову... Поэтому в дальних поездках ночью избегаем останавливаться в подобных местах, а на ночевки всегда встаем подальше от сел и от глаз проезжающих.
Мои автопутешествия и не только - http://volos-t.livejournal.com/

Хороший отчет. Места действительно красивые и самобытные. Ждем новых приключений.
Продам своего крокодила. Subaru Outback 2001г.в. Пишите в л.с.

Tyumen
5, 5 и еще раз 5. молодцы. сам мечтаю всю РОССИЮ на машине объездить. и калдина молодчина. и тоже хочу какой нибудь универсал для автопутешествия
МКПП-это смысл жизни

всегда приятно читать ваши рассказы.ждем продолжения с Surf ом :)
За правый руль

второй местный тувинец
хорошо что на заправке в Ак-Довураке уехали!, могли бы там все карманые расходы оставить!
молодцы!

Эх, так бы прокатиться тоже

Здравствуйте! Прежде чем заикаться о гостеприимстве и доброжелательности тувинцев вы бы сначала на себя посмотрели!!! Кто постоянно ездит за Саяны знает ваше отношение к не русским. Ваше высокомерие и шовинизм. Вы сначала разберитесь со своей грязью… пьяницами, гопниками. Потом другим делайте замечание. как говорится, у другого соринку в глазу замечаем, а у себя бревно не видим
Это конечно не всех касается, есть отличные люди. Но в большинстве вы озлобленные, высокомерные люди. И у вас есть привычка в лицо ничего не говорите, только в спину ( кухонные разговоры, на форумах строчите).

Саянский
Приятная семья! Отличное путешествие! За фото отдельное спасибо!

тувинорус
когда я,вАбакане загружался на меня пытались наезжать,а напарнику моему русскому так и говорили что тувинцев так надо,,что мне думать после такого

надо было вам до бискамжи протянуть. там вообще рай.

единственное - понять не могу. как так можно ехать хрен знает куда и хрен знает сколько времени??? просто ехать! как так....
Мой отзыв: Mitsubishi Lancer 1998

Maxxx75
А что за озеро на третьей фотографии?

AndreyKauf
Отличное путешествие!
Подскажите пожалуйста состояние дороги Верхняя Чебула — Тисуль!

Vlad_ARS:
надо было вам до бискамжи протянуть. там вообще рай.
В Бискамжу был бы смысл если бы ехали через горы в Междуреченск. Но дорога там для джипов, никак не для калдины.

А мне вот не понятно как можно проводить жизнь возле телевизоров и компьютеров, а если ездить отдыхать, то в турцию или египет и чтобы не выходить дальше гостиницы, беспробудно пить и валяться на пляже. Ведь кругом столько интересного!

Нас тянет в дорогу дух странствий и желание увидеть мир своими глазами. Просыпаться не в душной квартире под звук будильника или перфоратора соседей, а на берегу горной реки или озера под голоса птиц или шум воды. Не думать о работе, деньгах, заботах. Были бы денежные и временные возможности отправлялись бы путешествавать каждый месяц.
Maxxx75:
А что за озеро на третьей фотографии?
с закатом - Иткуль.
AndreyKauf:
Отличное путешествие! Подскажите пожалуйста состояние дороги Верхняя Чебула — Тисуль!
Верхняя Чебула - Усть-Серта - гравийка
Усть-Серта - Тисуль - Тамбар - асфальт
Тамбар - Шарыпово - гравийка

TourerVTuva
В западной Тыве природа не очень соглашусь:) езжайте на озеро Хадын, Чагытай, Тере-Холь. Кстати сколько раз ездил в Абакан так там тоже такая ситуация чувствуется негостеприимность грубость неуважение, нацизм был и будет никто не отменял даже в пиндосии. И я не припомню чтобы я у туристов просил денег закурить и т.д))) т.е доброжелательно подсказываю где куда проехать и т.д. Хотя и на меня в Ак-Довуарке смотрят как на пришельца))) пешите есчо

Хватит уже вокруг Иркутска ездить, давайте в Европу!
Если у тебя нет машины, значит у кого то их две...

Фото класс, тоже охота отдохнуть сьездить, но, работа держит :)
Success doesn’t come to you…you go to it.

Около озёр фотки просто красивейшие!!
Success doesn’t come to you…you go to it.

Хакасия
Спасибо за отчет, очень красиво и лаконично, так и хочется поехать. Ближе к августу буду искать компанию проехать по этому маршруту. Одной что-то страшновато. да и опыта нет.
но план поездки зреет. Удачи всем на дороге!
Молодцы, хорошие все отчеты. приятно читать. а уж какой труд ссылки дать на все наши города и водоемы. еще раз спасибо!

Москвич 412
Для ребенка большинство пейзажей так и осталось за пленкой темной тонировки. Сам сядь на заднее сиденье прокатись километров 100-200 будешь неприятно удивлен.

Я из Тувы :) Откуда? Из Тулы? :)
Всем привет!
Автор молодец! Проехал такой большой путь с семьей и не побоялся! Самое главное чтобы машина не подвела! В следующий раз обязательно приезжайте в Кызыл, посмотрите музей, национальный театр, познакомитесь с культурой тувинцев - это самое главное отличие Тувы от других регионов, такие пейзажи как в Туве есть и в Алтае и в Хакассии. Можно съездить и отдохнуть на многочисленные аржааны - целебные источники. Сам тоже любитель семейных автопутешествий, ездил в Горный Алтай и честно скажу очень боялся ночевать в незнакомых местах, неадекватных людей в России везде хватает.
Спасибо за отчет! Удачи!

ОХРИНИТЕЛЬНО))))))) молодцы)))) я тоже хочу)))

ТОМСК
Ромыч, этим летом куда поедите?
давно здесь сидим, еще с AUTO.VL.RU..
Мотоцыкл Урал с коляской

Гордей ленинградскый
TourerVTuva
в Тыву не надо ездить! У нас здесь бандиты головорезы с ножами и огнестрельным оружием! вас ограбят и отберут машину))) сотни туристов были ограблены избиты и пропадают без вести. вопщем апец полный ето правдо)))

autolover:
Хватит уже вокруг Иркутска ездить, давайте в Европу!
До Тывы от Иркутска еще дальше чем от Томска. Везде свои прелести. Если хочешь посмотреть на цивилизацию, то конечно надо ехать в Европу. Ну а если побыть наедине с природой, то лучше ездить по соседству в Саяны.
Москвич 412:
Не переживайте. Ребенку больше интересна живая природа чем пейзажи за окном. Он с ней достаточно общается в наших путешествиях. У нас же нет цели проехать как можно больше и за короткое время. 400-600 км в день это 5-6 часов езды. Остальное же время мы отдыхаем. В горах мы останавливались чуть ли не каждые 10-15 км.
Гордей ленинградскый:
Проехать по трассе с одной ночёвкойи черкать отчёт ниочём!я вот если был на пересадке в аэропорту Шарля де Голля-я видел Париж и Францийу? В 3 часа ночи подьедь к любой юрте накомят,чаю нальют и ночлег предоставят у них это закон!спросите у тех кто на границе служил о радушии тувинцев! 7 лет прожил в Туве,по работе!С тувинцами рыбачил,охотился да и просто отдыхал,и пили вместе-не надо просто предвзятостии высокомерия,будьте проще и Вам откроется не только трасса м54! P.s.Попав случаем в Туву,полюбил её всем сердцем.!жду не дождусь выхода на пенсию-чтобуехать Жить в Туву!!!
TourerVTuva:

TourerVTuva:
volos-t:
.....Писать отзыв не прочитав отчета - вот это ниочем. Вы бы еще сравнили с пересадкой на станции метро. Не путайте поездку на поезде/самолете с автомобилем. Вам этого не понять. В самостоятельных путешествиях полезно проявлять не только любознательность и общительность, но и осторожность. Ездили уже достаточно чтобы знать как себя вести. Быть местным жителем и быть проездом это разные вещи.Отвечу глупостью на глупость - в остальной России с вами может случится тоже самое. Поэтомe никогда не ездите в другие регионы ))
поддержу!!!! всеми руками и ногами!!! =)
Спасибо за отзывы......Там в воду уходит несколько дорог. По одной ночью чуть не уехали в воду водохранилища. Шла-шла плавно и раз - колеи потерялись в волнах. Пришлось возвращаться, тогда и нашли стоянку.....
сейчас воды нет, старая дорога сохранилась очень хорошо под водой))) есть фотки, но чот инет ентот чаа хольский тупит конкретно...

не загружается ниче(

Я тувинец
Гордей ленинградскый:

cf5

Эта 5+... молодцы да и только... фотки ваще зачет.
Я буду костью в горле всем, до тех пор пока жив

не образоованный тувинэз
ха-ха-ха

Тувинец не понимающий по тувински :)
Кызыл
Всем доброго времени суток!
Машина- бодрячок!
Мечтаю так же покатиться куда-нибудь...
Про другие регионы правильно сказано, дебилов полно, которые косятся на тебя...

quote=cf5]Эта 5+... молодцы да и только... фотки ваще зачет. Если вам так нравится уединение на природе, приглашаю вас в Прибайкальский национальный парк, тобишь на Байкал... пейзажи вам понравятся - гарантирую

Были в забайкальском национальном парке в 2010г. Красиво. Везде красиво, по своему... Даже в пустыне есть своя красота.
Тувинец не понимающий по тувински :):
Всем доброго времени суток! Машина- бодрячок! Мечтаю так же покатиться куда-нибудь... Тува Тува Тува... Представьте каково мне, не понимаю Тувинский язык (а че-то не могу выучить))), когда ко мне обращаются по Тувински.... но пох, живу тут и все отлично ))) Люди тут есть и хорошие (тувинцы в том числе) и плохие ( русские тоже). Про другие регионы правильно сказано, дебилов полно, которые косятся на тебя... P/S Из тувы... от куда? из Тулы? (меня камендант так спрашивал в Красноярске, когда студентом был) Езжайте на озера наши, тут здорово!!! А я поеду к Вам в Томск )))
В Томске гнус и клещи портят все настроение от отдыха на природе. С одними борешся, других боишся. Из-за этого и природы-то не посмотришь. Поэтому стараемся убегать отдыхать подальше от них, хотябы в Хакасию.

caterpillar69
"Прежде чем заикаться о гостеприимстве и доброжелательности тувинцев вы бы сначала на себя посмотрели!!! Кто постоянно ездит за Саяны знает ваше отношение к не русским. Ваше высокомерие и шовинизм. Вы сначала разберитесь со своей грязью..." Да, батенька, все славяне моральные уроды. Я 40 лет живу в Минусинске, у меня море знакомых славян, которые в конце 90-х бежали из славного города Кызыла побросав квартиры и имущество.Скажите, уважаемый, много в Кызыле беженцев из России,которые бежали от славянского высокомерия и шовинизьму? В Минусинске беженцев с тувы много, также их много в Абакане, Саяногорске и по всему югу Красноярского края и Хакасии. Давно хотел съаздить семьёй на Хадын и Чагытай -сестра отсоветовала. Она несколько раз покоряла саянское кольцо, но толпой 10-12 тел. Тёща раньше работала водилой, гоняла в Кызыл раз в месяц, сейчас на пенсии, недавно побывала в Туве, приехала в шоке. Сосед был в командировке недавно в туве, связь тянул по степи. Тож много антиресного рассказал. Не рытаюсь кошмарить. Природа Тувы прекрасна, но местные отмоиозки понимают только язык силы, и процент отморозков намного выше среднероссийских показателей. Мнение большинства моих зракомых- посетить Туву с целью отдыха можно,НО на 2-3 авто при наличии 2-3 атлетически сложенных мужчин в салоне каждого

caterpillar69:
"Пре жде чем заикаться о гостеприимстве и доброжелательности тувинцев вы бы сначала на себя посмотрели!!! Кто постоянно ездит за Саяны знает ваше отношение к не русским. Ваше высокомерие и шовинизм. Вы сначала разберитесь со своей грязью..." Да, батенька, все славяне моральные уроды. Я 40 лет живу в Минусинске, у меня море знакомых славян, которые в конце 90-х бежали из славного города Кызыла побросав квартиры и имущество.Скажите, уважаемый, много в Кызыле беженцев из России,которые бежали от славянского высокомерия и шовинизьму? В Минусинске беженцев с тувы много, также их много в Абакане, Саяногорске и по всему югу Красноярского края и Хакасии. Давно хотел съаздить семьёй на Хадын и Чагытай -сестра отсоветовала. Она несколько раз покоряла саянское кольцо, но толпой 10-12 тел. Тёща раньше работала водилой, гоняла в Кызыл раз в месяц, сейчас на пенсии, недавно побывала в Туве, приехала в шоке. Сосед был в командировке недавно в туве, связь тянул по степи. Тож много антиресного рассказал. Не рытаюсь кошмарить. Природа Тувы прекрасна, но местные отмоиозки понимают только язык силы, и процент отморозков намного выше среднероссийских показателей. Мнение большинства моих зракомых- посетить Туву с целью отдыха можно,НО на 2-3 авто при наличии 2-3 атлетически сложенных мужчин в салоне каждого
... Желаю вам еще столько же прожить в своем Минусинске, товарищ.. .. А вам понравиться когда к вам в Минус перекочует
некоторое количество любознательных тувинцев (таких много))) и понаствят юрт и начнут наводить свои "дикие" порядки??? ... Мало того некоторые предприимчивые "беженцы" "прихватили" с собой кое что , и живут себе, немножко прибеднившись:-) знаем таких. Ну вот теперь, что случилось то случилось.
caterpillar69
. А вам понравиться когда к вам в Минус перекочует
некоторое количество любознательных тувинцев (таких много))) и понаствят юрт и начнут наводить свои "дикие" порядки??? ... Вы хотите сказать ,что славяне перекочевали в туву, понастроили там пятиэтажек, (а заодно и школы, больницы, заводы) навели свои "дикие "порядки и славян за это резать надо? Милый друг, отставим полемику. Сайт автомобильный, и раздел касается путешествий на авто. Я высказал обобщённое мнение о поездке в тувинские красоты.Очень хотел съездить, но люди отсоветовали.Только большой толпой на 2-3 машинах, и никаких контактов с местными, особенно если таковые будут пьяны. возможно мой совет кому-то пригодится.

НАРОД!!!!! ПОДСКАЖИТЕ СРОЧНО !!!! А ДОРОГА ИЗ ТАМБАРА ДО ШАРЫПОВА ЕСТЬ ЕЩЕ???!!! ТАМ ГРАВИЙКА БЫЛА И ЧЧОТ Я СЛЫШАЛ ЧТО ТАМ МОСТА УЖЕ НЕТ УЗКОГО ТОГО, ОН ЕЩЕ КОГДА ТО ПЛАТНЫЙ БЫЛ! ЕСТЬ ОН НЕТ ЕЩЕ???
Мой отзыв: Hyundai Accent 2005

Да в России дураков лет на сто припасенно, так что их везде хватает и здесь тоже=)) Раздражает когда как то отделяют Туву и Россию как буд то граница какае та есть?!! Я сам сдьсь родился, дед вобще у меня Тувинец , я считаю что нужно жить как то дружнее всем, как в советское время тут было!! А не как щас, на запад вобще спокойно не съездиш, до*бутся какие нибудь! Ну реально, мне стыдно за свою родину когда вот так! за саянами тоже утырков хватает не раз в ченибудь да попадал, но это не дело обсуждать друг друга!!! Нужно всем исправляться!

Иван 17RUS:
23-29 июня 2011 ездил в Хакасию. Оба раза дольней дорогой через Ачинск. На обратном пути увидели большие щиты на трассе Кемерово - Мариинск о том что проезд по мосту через р.Урюп запрещен. Еще подумали - хорошо что не поехали через Шарыпово. По приезду пытался найти информацию что с мостом. Нигде ничего внятного. В новостях написано что на ремонт закрывают, хотя на форумах попадались сообщения что как ездили, так и ездят по нему в июне. Вобщем непонятно.
Мои автопутешествия и не только - http://volos-t.livejournal.com/

Как вариант можно проехать через Горячегорск минуя мост.

Перед Шарыпово возле Усть-Парная сворачиваешь в сторону Горячегорска, минуешь его, перед Белогорском на Тарабановском уходишь в сторону и минуя Полуторник выезжаешь сразу за мостом через р.Урюп возле Кинжира. Где-то на 50 км длиннее получится.
Мои автопутешествия и не только - http://volos-t.livejournal.com/

Очень красивая природа! Молодцы!!!:)))

Когда с таким отношением едешь в Туву, отношение к вам будет такое же. Что значит старались не контактировать с местными... Ваш страх и ненависть к тувинцам чувствуется за километр. Если б так все было плохо, не было бы в Туве ни одного русского. Так что нацизм свой оставляйте у себя дома. Помните, народ, который выжил до наших дней, это как минимум не тупой народ...давайте уважать друг друга. еще раз повторюсь, не верьте никому, лучше все самому увидеть, а то ваше заведомо ложное представление о тувинцах и неприязнь ваш самый большой враг

арсен кара-сал:
Чувствуется не мой страх и ненависть к тувинцам, а ваш негатив к русским, судя по написанному.

Я нейтрально отношусь ко всем национальностям мира, будь то русские, тувинцы, монголы, китайцы и т.п.
В путешествиях семьей мы ищем уединения с природой, а не общения с местным населением. Поэтому по возможности избегаем общения с ним. И это не важно где. Будь то Тыва, Бурятия, Казахстан или Томская область. Это стиль наших поездок. Также это уберегает от различных конфликтных ситуаций с неадекватом и пьяным быдлом, которого хватает везде, что в Тыве, что в остальной России среди русских. Мне лично дорога моя семья.
Мои автопутешествия и не только - http://volos-t.livejournal.com/

Очень понравились фотки, отчет содержательный, мне понравился)))

Моя тётка живет в Кызыле, она русская. Сейчас стало нормально, но в "дикие" 90-ые было очень тяжело. Своих детей она отправила учиться и жить в среднюю полосу России..И точно могу сказать, что она не шовинист и не националист, она простой преподаватель музыки...Отдыхали недавно на Хадыне, места очень красивые, но в компании было 4 мужчины, так было спокойнее
Экскурсии по Горному Алтаю.

фото яркие -сочные

Фото просто классные!!!)

Роберт
Кызыл
ты не прав насчет тувинцев с начало поживи у нас хоть денек со слов не скажешь я тоже могу рассказать много чего.......................... ...

Здравствуйте для начала! Очень интересно было читать ваш рассказ, но про Тыву не соглашусь. Потому что, как я поняла по написанному, вы даже не заезжали в город, метались по каким то дорогам, которые ведут с деревень в деревни, это не говорит о Тыве ничего, уж поверьте мне. И да, в каждой нации есть две нации, не забывайте. Просто вам попались такие, будем честны. Кто не видел Тожу - тот не видел Тыву! В следующий раз проложите путь до Тоджинского кожууна, и проездом можете запечатлеть Центр Азии, ведь тувинцы живут в самом центре азии, это просто мой совет. Удачи на дорогах!