Военно-историческое путешествие (монастыри и крепости Северо-Запада России, и не только)

08.02.2011 | 18083 просмотра

Решили мы с супругой устроить экскурсионный тур по России, причем по самым истокам нашей страны, по «Руси Изначальной». Интернет и давнее увлечение военной историей помогли составить подробный маршрут, который в окончательном варианте стал выглядеть так: Воронеж—Вел. Новгород—Порхов—Псков—Печоры—Изборск—Вел. Новгород—Вышний Волочек (озера)—Малоярославец—Воронеж.

Места ночевок по маршруту были выбраны заранее и заказаны также с помощью интернета, исходя из тех достопримечательностей, которые планировалось посмотреть, и бюджета поездки. Программа получилась насыщенной и включала в себя средневековые соборы, крепости, монастыри, участки Линии Сталина, военные мемориалы, а также природные красоты и достопримечательности. Общая протяженность маршрута — чуть меньше 3 500 км. Автомобиль — почти раритетный по нынешним временам, «БМВ-732» далекого 1984 года выпуска, в состоянии, вселявшем уверенность в успехе задуманного путешествия.

И вот мы в пути! Выехали ночью, на каждом городском перекрестке — посты ДПС, тормозят, проверяют. Наконец-то вырвались на М-4, а дальше на всем пути нас остановили только раз, в Пскове, и то потому, что постовые заинтересовались, из какого же региона добралась до Пскова такая нестандартная машина. Дорога по Липецкой, Тульской и Московской областям для нас привычна и ночью скучновата. А вот начиная с Тверской области — другое дело! Озера и леса вдоль дорог, по обочинам — деревянные дома с резными наличниками, как будто взятые из декораций к фильмам о той, давешней жизни. А одни названия чего стоят — Торжок, Вышний Волочек, Валдай…

Ближе к вечеру въехали в Великий Новгород, позади первая 1 000 км. Гостиницу выбрали в историческом центре, до Кремля — 5-6 минут ходьбы, окна номера выходят на соседний старинный монастырь, на территории которого похоронены адмиралы и фрейлины, генералы и купцы, бабушка Рахманинова и многие другие знатные новгородцы.

Рядом проходят древние земляные валы, остатки внешних укреплений, которые окружают всю центральную часть города. На одном из домов улицы Прусской, на которой стоит гостиница, висит табличка, сообщающая, что эта улица существовала уже в 12 веке! Через город не спеша течет Волхов, вытекающий из озера Ильмень и впадающий в Ладожское озеро. Эта река — часть древнего пути «из варяг в греки».

На одном берегу Волхова стоит прекрасно сохранившийся кремль с Софийским собором 11 века.

А на другом — Ярославово дворище, комплекс церквей и соборов, место, где собиралось вече и кипела деловая жизнь «Господина Великого Новгорода».

Никольский собор 12 века выстроен как раз на том самом месте, где за сто лет до этого находились палаты самого Ярослава Мудрого.

Кремль и Ярославово дворище соединяет пешеходный мост через Волхов, любимое место прогулок новгородцев и туристов.

Ездить на машине по Новгороду бессмысленно — гораздо интереснее пешком.

А можно и на теплоходе по Волхову, как мы и сделали, отправившись в водную прогулку к Ильмень-озеру. Во время этого небольшого плавания можно посмотреть на древнее Рюриково городище, место, с которого 1 150 лет назад и началась история Великого Новгорода, на тысячелетний Юрьев монастырь, основанный Ярославом Мудрым, на часть экспозиции музея деревянного зодчества Витославлицы.

Туда, в Витославлицы и Юрьев монастырь, мы съездили на машине, красота необыкновенная.

Ну а в городе с удовольствием посмотрели экспозицию музея в Кремле, включающую такие уникальные экспонаты, как личные печати Александра Невского и Дмитрия Донского, а также богатейшую коллекцию древних икон и собрание золотых и серебряных изделий. Многим иконам и драгоценным предметам церковной утвари больше 800-900 лет!

Интересно было взглянуть на новгородский рубль, представлявший собой 200-граммовый серебряный слиток, который при расчетах рубили пополам — на полтины. Столько в те давние времена стоила корова.

А еще сходили в церковь Спаса-на-Ильине полюбоваться фресками византийского живописца Феофана Грека, расписавшего эту церковь в 14 веке. Ильина улица существует в Великом Новгороде тоже с 14 века.

После двух дней в Новгороде мы переехали в Псковскую область, проложив маршрут через Порхов, чтобы по пути осмотреть расположенную в этом городе на берегу реки Шелонь крепость 14-15 веков. Даже с подсказками из интернета без помощи местных жителей искали бы ее очень долго — неприметный указатель на боковой улочке заметили, только подобравшись к нему вплотную. Крепость снаружи густо заросла деревцами и кустарником, а к главным воротам подходит неприметнейшая, местами подмокшая грунтовка, причем автостоянки нет, и мы оставили машину прямо на этой дороге.

А уж пороги на Шелони под самыми стенами крепости вообще заметили совершенно случайно, свернув на еле заметную тропинку — ведь стенда с планом местности, какие часто ставят в местах, посещаемых туристами, в Порхове тоже не было.

Может, поэтому не было и туристов — кроме нас подъехала только одна местная машина. А жаль, ведь крепость неплохо сохранилась, частично отреставрирована и расположена в красивом месте в районном центре с приличной по российским меркам дорожной сетью. Стоимость входного билета — всего-то 20 рублей — тоже воспринималась как какой-то курьезный факт из тех старых времен, когда зарплаты мерялись сотнями рублей, а не десятками тысяч.

После Порхова двинулись по направлению к Пскову, временами останавливаясь полюбоваться резко изменившейся природой — заболоченные, чрезмерно насыщенные влагой окрестности Новгорода по мере приближения к Пскову сменялись густыми лесами и чистыми, иногда каменистыми речками и озерами.

Псков мы пока оставили в стороне, свернув у самого города на старую дорогу на Гдов, по которой когда-то шли русские воины к Чудскому озеру на битву. Там, недалеко от Пскова на горе Соколиха стоит величественный 30-метровый монумент, посвященный победе над рыцарями-завоевателями в Ледовом побоище. В таких местах очень остро ощущаешь себя русским!

Похожие чувства охватывают на Куликовом поле, когда на Красном холме от предполагаемой ставки Мамая смотришь на окружающие холм бескрайние поля. От монумента Александру Невскому и его воинам открывается прекрасный вид на окрестности от берегов Псковского озера до самого центра города, где отлично видны купола величественного Троицкого собора в Псковском Кремле.

А наш маршрут лежал дальше, к самой границе с Эстонией в деревеньку под названием Крупп.

Там нас ожидал заказанный перед поездкой номер на базе отдыха «Теремок».

Эту базу выбирали, исходя из того, что хотели посмотреть Псково-Печорский монастырь в Печорах, средневековую крепость, Труворово городище и Словенские ключи в Изборске, Псковский Кремль и часть укреплений Линии Сталина вдоль старой границы Советского Союза. База «Теремок» находится как раз совсем недалеко от всех этих мест в приграничном лесу между двух озер — Псковским и Лесным.

И вот уже мы въезжаем в деревню Гверстонь (какие названия, музыка, а не названия!), в которой указатель показывает поворот на Крупп. В этой Гверстони нам удалось купить деревенский хлеб, выпеченный в русской печи. Ароматная буханка не плесневела и не черствела неделю, пока ее отщипывали по кусочкам. Проезд к Круппу — через пограничный КПП, но нас пропустили, когда в качестве пароля мы назвали имя-отчество администратора турбазы. Потом нам уже оформили пропуска как полагается. Сама база отдыха — такой островок социализма, даже меню в столовой как будто не изменилось со времен нашей студенческой юности. Но это было даже по-своему трогательно, да и ехали-то ведь не за суперсервисом. Хотелось бы нам программы «все включено» — отправились бы опять на Красное море, но цель была поставлена иная — прикоснуться к русской истории. Пока набирались сил в перерывах между автовылазками по достопримечательностям, с удовольствием бродили по окружающему турбазу лесу.

Сосны и густой можжевельник, ковер из брусники и черники, да такой, что трудно ногу поставить так, чтобы не раздавить ягоду, чистые, хотя и прохладные в конце августа озера с песчаными пляжами, грибные поляны — все это умиротворяло и расслабляло, а невероятно свежий, какой-то вкусный воздух с каждым вдохом наполнял свежими силами.

А следующий день нашего путешествия мы начали с поездки в городок Печоры, где расположен красивейший Псково-Печорский монастырь, основанный еще во времена Ивана Грозного.

Прекрасно сохранившийся и очень ухоженный монастырь раскинулся в котловине, образованной несколькими оврагами, по гребням оврагов — крепостная стена, внутри на склонах — святые источники, храмы и другие монастырские постройки. Во внутренних пещерах монастыря (потому и городок называется Печоры, т.е. пещеры) устроен могильник для всех его прежних обитателей.

После Печорского монастыря направились в древний Изборск, основанный в 9 веке. Считается, что тогда в Изборске сел Трувор — брат легендарного Рюрика. Однако с этим не все так уж и ясно, тот же Гумилев считал, что эта версия — просто неправильный перевод древней летописи, и слово «Трувор» обозначает не человека, а княжескую дружину. Но это ничуть не умаляет славную историю Изборска. Огромное впечатление производит средневековая крепость на холме в центре городка, со стен которой открывается изумительный вид на живописнейшие окрестности.

Вход в крепость — всего 15 рублей, еще 10 — вход в местный музей, расположенный в старинной церкви, и еще 40 — осмотр одной из башен с отличной смотровой площадкой и подвалом — мини-арсеналом, где желающие могут сфотографироваться в древнерусских доспехах. Цены — настоящий анахронизм!

Под стенами крепости — братская могила средневековых защитников Изборска.

Рядом находится так называемое Труворово городище с огромным каменным крестом, поставленным якобы на могиле самого Трувора.

Еще при Екатерине Второй давались указания разобраться, чья это могила, но ни тогда, ни сейчас это так и не выяснено.

Маршрут пешей прогулки от крепости к Труворову кресту проходит над красивым озером, в котором живут дикие лебеди.

А начало этому озеру дают Словенские ключи. Зрелище необыкновенное — прямо из известковой стены на протяжении нескольких десятков метров выливаются не замерзающие даже зимой водопады чистейшей воды. Струи от них сливаются в ручей, впадающий в озеро. К этому ручью подплывают лебеди в надежде получить угощение от туристов, но некоторые лебеди сами добывают себе пропитание в дальних озерных протоках.

От Изборска осталось впечатление почти осязаемого прикосновения к седой русской старине, к древним языческим временам….

Но наша программа на этот день не исчерпана — нам еще предстоял поиск укреплений Линии Сталина. После распада СССР на территории России осталось всего пять укрепрайонов Линии Сталина, и три из них — в Псковской области. Большинство укреплений находятся в местах, труднодоступных для таких туристов-любителей, как мы, но некоторые ДОТы вполне по силам посмотреть всем желающим. Прекрасно сохранившиеся ДОТы части Островского УРа мы легко нашли вдоль трассы Изборск—Палкино.

Порадовало, что внутри ДОТов чисто, видно, что их посещают в основном те, кому дорога недавняя история нашей Родины, даже неизбежных «Здесь был Вася» почти нет. А вот очевидное равнодушие официальных властей расстроило — ведь хотя бы повесить мемориальную табличку на стоящий у дороги ДОТ совсем несложно. На сайте, посвященном укрепрайонам Псковской области, есть информация об инициативе сотрудников Островского краеведческого музея, которые взялись за расчистку и осушение окрестных ДОТов, но это, скорее, исключение из правил.

Мы продолжили «исследовать» ДОТы теперь уже Псковского УРа на следующий день по дороге в Псковский Кремль. Вдоль западных пригородов Пскова расположено большое количество ДОТов, некоторые из них относительно доступны.

Один, в поле, заметили с местного шоссе, ведущего на нашу базу отдыха, пару других подсказала доброжелательная местная жительница: «Да, есть ДОТы, вот у соседа в огороде стоит, и на сельской свалке тоже есть ДОТ…». Оказывается, и такое у нас бывает — на частном огороде, за забором стоит никому не нужный ДОТ, даже как сарай не используется, потому что врос в землю «по пояс».

ДОТ посреди свалки после этого восприняли как само собой разумеющееся — ну где ж ему еще стоять-то? Печально, что так быстро забывается героическое и трагическое прошлое нашей страны.

Ну, а Псковский Кремль, Кром, как он правильно называется, мы отложили «на закуску».

Прекрасно сохранившийся, отреставрированный, с громадным действующим Троицким собором в центре Крома, величественно расположившийся у слияния рек Великой и Псковы, Псковский Кремль оставил великолепное впечатление.

Ощущали себя как будто внутри машины времени, внезапно перенесшей нас в давние-давние времена, чему способствовало почти полное отсутствие туристов. В Великом Новгороде туристов тоже было не очень-то много, причем, иногда казалось, что иностранцев, интересующихся русской стариной, там больше, чем русских, но в Пскове туристов не было совсем. Это было просто удивительно — ведь такие страны, как Италия, строят вокруг своего прошлого большой бизнес, основанный на мощных, специально создаваемых турпотоках, а ведь здесь, в Псковской области, не менее древнее и такое же славное прошлое, которое, видимо, мало кого интересует в наши нефте-газовые времена….

Мы провели в Псковской области три невероятно насыщенных дня и посмотрели далеко не все, что хотелось бы увидеть. Но время поджимало, и по нашему графику нам предстоял переезд на 500 км в Тверскую область, где нас уже ждал номер в санатории «Голубые озера». Решили проехать не через местные дороги на Порхов, по которым уже путешествовали по дороге в Псков, а для разнообразия, и как мы думали, для экономии времени, по основной трассе — сначала на Санкт-Петербург до поворота на Шимск, ну а потом по Р-52 — на Великий Новгород. Это была жестокая ошибка, и за нашу самонадеянность потом расплачивался наш автомобиль. Как ему, наверное, вспоминались его родные автобаны, когда мы ползли 40 или 50 километров на первой передаче, изредка переключаясь на вторую, как только началась Новгородская область! Ползли по огромным ямам, вольготно раскинувшимся во всю дорожную ширь, от левой до правой обочины.

Мы уже попадали в нечто подобное в Тульской области, когда возвращались с Куликова Поля, но там хоть была «альтернативная» дорога — грунтовка вдоль полностью убитого шоссе. Здесь же по обочинам — сплошные болота, свернуть некуда, и возвращаться назад для объезда за 100 с лишним километров как-то обидно. Поэтому, скрепя сердце, все-таки проползли этот кусок трассы, выделенной в дорожном атласе таким же ярким красным цветом, как и отличные подмосковные дороги. Из дальнейших немногих дорожных неудобств — практически полное отсутствие необходимых нашему автомобилю газовых заправок в Тверской области. Мы к такому обороту событий были вполне готовы, но все равно осталось чувство недоумения — ну почему на одной из главных магистралей страны после приграничных с Московской областью тверских сел следующая газовая заправка в направлении на Санкт-Петербург — только на подступах к Великому Новгороду? В той же Новгородской и Псковской, да и в родной Воронежской областях эти заправки стоят в каждом райцентре, а то и почаще.

Но вот очередные 500 км позади, и нас встречают огромные ели и лиственницы, неохватные березы, кристальной чистоты озера Сестрино и Волчино, между которыми в бывшей усадьбе царского генерала и расположен санаторий «Голубые озера».

Лес, озеро и тишина — иногда человеку надо совсем немного для ощущения полного счастья.

Там мы провели три дня, наслаждаясь безмятежным бездельем после достаточно насыщенных экскурсионных маршрутов.

Место для этого отдыха выбиралось таким образом, чтобы потом можно было легко в течение дня доехать домой в Воронеж, осмотрев по пути часть Малоярославецкого укрепрайона.

Три дня на озерах пролетели мигом — и вот мы снова в пути. Иногда нам нравится объезжать столицу по местным дорогам через Клин — Рузу — Серпухов. Леса, реки и озера, пусть и не такие впечатляющие, как в Тверской области или тем более в Карелии, но по-своему красивые — это куда приятней для души, чем многокилометровые пробки на МКАДе. А на этот раз мы свернули к западу от Малоярославца в сторону села Ильинское. В окрестностях этого села стоят ДОТы Малоярославецкого УРа.

Сначала мы заехали в музей «Ильинские рубежи», посвященный подвигу подольских курсантов, сражавшихся на этом участке.

Рядом с мемориалом расположены два ДОТа, еще пару нашли с помощью вездесущих местных ребятишек.

Все ДОТы в отметинах от пуль и снарядов, с развороченными амбразурами и покосившимися перекрытиями. Видно, какие тяжелые бои шли на подступах к столице.

Даже на тех ДОТах, которые были далеко от музейной территории, висели венки, на некоторых ДОТах были таблички с фамилиями сражавшихся в них бойцов. Это все сильно отличалось от полностью заброшенных укреплений Линии Сталина в Псковской области.

Ну а после Малоярославца — несколько часов привычной уже дороги — и мы дома. Впечатления переполняют, ощущение путешествия не на автомобиле, а на самой настоящей машине времени не покидало очень долго….

Все путешествие заняло восемь дней, бюджет поездки — около 22 000 рублей с учетом всех расходов на проезд, проживание, питание, сувениры и билеты в музеи. Примерно 5 500 из этой суммы — расходы на топливо, пропан-бутан. Кстати, самый дорогой газ оказался в родном Воронеже, а чем севернее — тем дешевле. Штрафов и взяток не платили, но и не нарушали совсем уж чрезмерно, повышенного внимания ГИБДД не ощущали, вся поездка прошла комфортно и легко. И сразу же, пока не улеглись впечатления, стали обдумывать новые путешествия. Ведь еще не видели Валаам, Соловки, линию Маннергейма… В России много прекрасных и интересных мест, и чтобы увидеть их — достаточно просто сесть в автомобиль!

Молодцы! Замечательная поездка!

красиво, познавательно, патриотично... спасибо, за интересный отчет.
Sunny FB15 SuperSaloon QG15DE МКПП 2000 http://www.drive2.ru/cars/nissan/sunny/sunny_b15/evz190/

фото красивые

Спасибо Вам за отличный рассказ! Очень здорово, интересно, красиво!

фото замечательные. спасибо за рассказ

Действительно,красота необыкновенная!Фото -зачет!

TLC100, 1HD-FTE, МКПП
ММС-Delica, 6G72,АКПП
Там, где асфальт,нет ничего интересного
Мой отзыв: Nissan Terrano 1998

Да-а,действительно военно-историческое путешествие.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

Ребята, вы молодцы!
Супер отчет, спасибо за экскурс!

красота, велика русь матушка 5

Красиво и за Душу берет, Немного присутствует сожаление, что живу не в тех местах, хотя и у нас природа красивейшая. Но из исторических памятников, все больше связаны с печальной страницей нашей истории.
Поездка получилась, очень интересно было прочесть. Пишите еще, это здорово.

Свердловская обл.
БООООООООООООООльшое спасибо, за такой рассказ!

Интересно читать и фото отличные
Мой отзыв: Toyota Vista 1992

георгий улан-удэ
интересное рядом

Классно...Фото красивые

молодцом

Карасук
МОЛОДЦЫ! ОТЧЁТ 5+ , ФОТО 5+ , АВТО 5+

Станислав - Сах...
Присоединяюсь к восторженным отзывам на ваше путешествие. Действительно, после прочтения хочеться прыгнуть в машину взять детей и вперед в славное прошлое нашей Родины, а не по Турциям, Таийландам, Египтам, Европам...
Спасибо за увлекательный рассказ...

Где-то близко к МКАД
Был в тех местах этим летом, очень понравилось, жалко, что только 9 дней смог позволить. Вообще, в тех краях все делается из известнвка до сих пор, даже сарайчики в том же Изборске, смотрится очень внушительно. Да и еще там отличные свиные рульки в кафе напротив крепости, правда, с ценами там как в столицах.
По поводу дорог - не ездите там по региональным и местным трассам, они не ремонтировались с тех времен, когда по ним шли танки Гудериана 70 лет назад. В этом плане наиболее страшная дорога от Демьянска (Новгородская область) в Осташков(Тверская область) через Свапуще (оттуда дорога на исток Волги). Навигатор смело показывал, что 30 километров надо ехать 3 часа, что в общем то было практически правдой
Хороший отчет:)) Будет время свой положу
А история и правда богатая у нашей старны. Крепости североевропейского типа в нашей стране есть только в тех краях, так что тот, кто не может себе позволить Европы - дорога сюда. Здесь гостеприимные люди и великолепная природа
nicoa.ru - рубашки для больших (размер 50-62, шея 42-49, до 144 грудь, рост до 2м). По России

Вольдельмар
На немецкой машине по местам боевой славы защитников родины - улыбнуло )))
Путешествие просто великолепное! А главное историю понимаешь подругому когда ее ощущуаешь, когда ее можешь посмотреть и потрогать!!!
А Новгородский кремль завется "Детинец". Там даже в кремле в одной из башен есть ресторан, тоже называется "Детинец". Кухня - обалдеть можно как вкусно! А в этом ресторане продается чудо-медовуха и подается она в крынке. А на вынос с собой в полторашки разливают, покрайне мере года 3 назад так было.

Здорово прокатились!! Патриотично.. А то все по европам...

Видное
Съездили на отлично! Молодца!
Я не боюсь трудностей, трудности боятся меня
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Жуковский Московская обл.
Спасибо Вам большое за отчет!
Прочитал с удовольствием. Хоть я в тех местах отдыхаю каждый год - юг Псковской области , Пустошка, и был в Печорах, Пскове, Изборске еще пацаном , а в Новгороде у меня вообще родственники, очень много интересного и нового узнал из Вашего путешествия. Особенно понравился рассказ с фотками про укрепрайоны - (полазал по ДОТам в Крыму), надо будет туда сгонять посмотреть все. А также крепость в Порхове - не знал про нее.
Спасибо также и за то,что напоминаете соотечественникам о нашей героической и вместе с тем трагической истории. О том, что необходимо просто и самих себя и своих детей возить по таким местам, по нашей Родине , видеть воочию места сражений прививать любовь и уважение к истории страны.
Хонда СтепВагон RP1 2018

Астрахань, Россия
++++++++++++
Шикарные фотографии местных достопримечательностей! Отличный отчет! Природа обалдеть....
Toyota Corolla 1997
Toyota WiLL VS 1.5
Mitsubishi Airtrеk Turbo 2.0
Toyota WiLL VS 1.8

Где-то близко к МКАД
Вообще, про Порхов мало кто слышал. Маленький, но очень старый город. Там недалеко есть Никандрова пустынь с целебными источниками в районе Загоски. Красиво там

За Псков 5,отличные фотографии!!

Сообщений: 2099
Спасибо за отчет и фото. Хорошее путешествие получилось и очень патриотичное. Мы были в тех местах несколько лет назад. По дороге из Пскова в Новгород еле проехали, хотя в атласе она была помечена как дорога республиканского значения. В России очень часто дороги плохи на стыке двух областей. Убедились в этом, когда из Краснодара на Байкал ездили. Из Новгорода мы планировали ехать на Ржев. Когда на заправке у водителей поинтересовались, проедем ли, нам ответили: "Лесовозы ездят..." Мы не рискнули и поехали через Тверь. В Изборске А.Тарковский снимал свой знаменитый фильм "Андрей Рублев" - места, действительно, красивейшие и интереснейшие. И источник необычен, и крепость впечатляет. А на Соловки обязательно поезжайте. Мы там были в 2005. До Кеми на авто, а дальше на теплоходике. Было бы поближе, мы бы туда каждый год ездили. Будут вопросы, пишите, с удовольствием ответим. Наши отчеты на нашем сайте http://www.garkushevo.ru Правда, отчеты подробные мы стали писать только с 2008 года после поездки на Байкал. Хотим и прошлые путешествия описать, но все времени не хватает, к сожалению. Там же и адрес электронной почты есть.
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

ррррррр
Большое спасибо за рассказ!!!! Именно так и надо проводить отпуск!!!!Молодцы!!!!!

Обалденное путешествие, завидую)))мечта проехаться по Золотому кольцу и севернее,5+++++++++++
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

Отчёт отличный 5 баллов! Жаль с бюджетом не понятно (цены на ночевку, питание и пр.)
Самое большое искусство - довольствоваться тем, что имеешь...
Avenir Salut X 1999. 2,0 4WD AT.F4

Ставрополье
Огромнейшее спасибо! Замечательный рассказ! Как хорошо, что есть у нас люди, которые интересуются историей и ценят героическое прошлое страны.
Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.
Мой отзыв: Nissan March 1998

Краснодар 93 rus
Спасибо! Познавательно! Молодцы!

-Таня
Очень интересный рассказ. Сами неоднократно бывали в этих местах. А вот про крепость в Порхове не знали. Надо будет как-нибудь съездить.

Здорово! Побольше бы таких отчетов.

Эх, Русь посконная! С удовольствием посмотрел.

Отличная поездка! Фото изумительные.
Очень приятно, что писали со ссылкой на историю. Одно от другого не отделимо, только вместе и нужно изучать чтобы понять национальный характер. Здорово, что Вы именно так и делаете! Спасибо!
Бывал в этих местах пацаном - после Вашего обзора решил съездить еще раз летом.
Удачи и новых интересных путешествий (что Вы про Азов напишете?) :)))

привет землякам! А я как раз разрабатываю подобный маршрут. Пока прочитал по диагонали, завтра поподробней. Сразу вопрос - сколько жилье стоит? Гостиница в новгороде и турбазы? Условия?

lue

ухта
отличный отдых
отличный отчёт

От автора
Всем спасибо за доброжелательные комменты!

Насчет поездки на немецком авто по местам боев - сам думал, что в этом есть некая ирония - ну вот опять немец рядом с теми же самыми полуразрушенными дотами.

Про патриотизм и популяризацию своей истории - все время удивлялись тому, что по таким местам не организовываются обязательные поездки-экскурсии для школьников-студентов с госфинансированием. Очень полезно было бы, да вот только кому все это нужно...Гораздо интересней очередной Челси купить. И вообще удивительно то, как слабо используется огромный туристический потенциал этих краев. Иностранцы в свои подобные места автобусами народец завозят.

Про подробный бюджет - чтобы вписать поездку в 22 тысячи, долго рыл нет, планируя и обдумывая максимум впечатлений при минимуме затрат. В итоге за очень экономную 9-ти дневную поездку по России на своем авто заплатили ровно столько же, сколько за 10 дней в Шарме в 4 звездах с круглосуточной кормежкой и выпивкой на коралловом рифе, включая и перелет в Боинге. Это странно, как-то глупо и обидно одновременно, но такова уж наша жизнь :(
Если вдаваться в детали, то на озерах тверской области был выбран недорогой санаторий, по 1000 руб с носа за проживание в 2-местном номере с удобствами и трехразовым качественным питанием. Но в этом районе (Селигер-Валдай) в основном то же самое предлагается в 2-3 раза дороже.
В псковской турбазе был полупансион (завтрак-ужин) и симпатичный двухместный номер, но с удобствами в коридоре и озерах :) за 400 руб с каждого за все. Обедали по обстоятельствам, в зависимости от наших экскурсий. В том же Изборске перекусили домашними пирожками с брусникой, в Пскове - отлично поели в удивительно недорогом кафе у Кремля.
В новгородской гостинице был простейший номер на двоих за 900 руб плюс по 100 руб за стоянку авто. Но запросто было разместиться опять же в 2-3 раза дороже. Питание - без излишеств, в ресторанах не сидели. Чай-кофе-бутерброды-водка "Новгородская" :)

Вообще говоря, если путешествовать по туристическим центрам России, обеспечивая себе европейский уровень комфорта, то и платить будешь, как в европеец в Европе, а то и подороже :( Лично нам с женой это обидно. На самом деле путешествия граждан по своей стране должны быть максимально недорогими, но увы :(

Floy696
Россия, ты моя Россия, РОДИНА моя, моя сила)))

Где-то близко к МКАД
Про деньги и комфорт из собственного опыта могу добавить - как ни странно, самый дорогой номер оказался самым фиговым (и так по нашей стране везде). В Новгороде гостинница "Россия" содрала 2500 за номер на 2х (заказывался с совмещенной кроватью, дали с двумя раздельными), плесень, отвалившаяся штукатурка... Но в Пскове аналогичная гостинница советских времен "Ольгинская" показала себя с лучшей строны - вид на Кром, хороший номер, завтрак, все это за 2000 р. В общем, будет время, напишу подробнее
Самы дешевый номер в Кингисеппе (бывший Ямбург) 1500 за ночь, с общим душем на 6 номеров (не критично) - великолепная комната с отличным спальным местом, холодильником, телевизором...
Так что от себя добавлю - планируйте отдых заранее, настоятельно рекомендую останавливаться в маленьких новых гостинницах, там тщательнее следят за репутацией. А Валдай-Селигер - да, дорого, но там можно встать с палаткой, если только на одну ночь:)

Хорший отзыв, хорошие фото - некоторый из них просто сказка.
Мой отзыв: Honda Fit 2002

Молодцы! Прочитал с зависьтью(по доброму).

75 RUS Чита
Блин соберусь теперь точно и поеду ДАЖЕ ИЗ ЧИТЫ!!!!!!! Спасибо Вам!!!!
T-CarinaGT 97г.,T-Vista 98г.,T-Corolla Fielder 03г., и др.

Большое вам спасибо за этот интереснейший отчёт и прекрасные фотографии! Прочитал с огромным интересом! И, кстати, вот на что обратил внимание. Псковский кремль не случайно назван Кромом. Ведь кремль - это по сути крепость, то есть самое защищённое место. А старославянское Кърм означает "склад". Стало быть от Крома и мог произойти термин "закрома".
Ещё раз большое вам спасибо! Доброго всем здоровья и хороших дорог!

Фото очень красивые, Молдцы!!!

1518км М5. Искра.02rus
Красиво,познавательно,интересн о,патриотично!!!
жму лапу
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
V8 4.7L

из Хабаровска
А фото Куликова поля можно выложить?

avtA:
Ребята, вы молодцы! Какая замечательная поездка по красивейшим местам, где история просто дышит каждым памятником, каждым камнем - все места - сплошной мемориал. Великолепные фотографии! Вот куда надо возить детей и рассказывать о том, как становилась и защищалась Русь и Россия, передавать им пока еще что-то помнится и чтится. А то наш необыкновенный фурсенко упразднит историю,как предмет изучения, да уйдут в мир иной хранители памятников и будут наши дети и внуки "Иванами не помнящими родства" -(((( Супер отчет, спасибо за экскурс! 5+
Точнее и не скажешь!!!

Витюха =))))
Это были 90-ые мы заработывали как могли!!!(про машину)=)))

Минск
У нас Линию Сталина реконструировали, вот таким образон она выглядит сейчас http://www.stalin-line.by/190211.shtml
Привет из Минска, если есть вопросы - пишите в личку.
Серая
М О Л О Д Ц Ы !!!
avto-moto:
Там ее не реконструировали, а фактически сделали заново :) В среде историков и фортоведов прошла бурная полемика на эту тему. Получившиеся сооружения имеют мало общего с тем, что было на этом участке перед войной. Хотя уж лучше так, чем все полностью забросить, как у нас, сэкономив даже на памятных табличках ... Под Питером на базе чудом уцелевших и не до конца разграбленных ДОТов КаУРа энтузиасты делают исторически правдивый музей, надо будет как-нибудь в тех краях покататься. В Псковской области энтузиасты тоже есть, но результаты их работы затеряны в такой глуши, что я их во время своей поездки найти не смог.

из Хабаровска:
А фото Куликова поля можно выложить?
С удовольствием!
Хотя историческая достоверность этого места очень сомнительна, там в 19 веке по инициативе ветеранов кампании 1812 года были созданы памятные мемориалы.
Итак, предполагаемое место лагеря Дмитрия Донского.

От автора
Что-то у меня подглючивает, не пойму, видны фото или нет. Продолжу, если хрень получается, модераторы, удалите, пожалуйста.

Реки Дон и Непрядва поблизости от Куликова поля. За Непрядвой - палаточный лагерь "реконструкторщиков" .

От автора
Памятная колонна и церковь в предполагаемом месте ставки Мамая. За огромной плитой со схемой битвы - собственно Куликово поле.

От автора
По окрестностям вокруг мемориалов - типичная наша разруха: остовы ферм, разбитые дороги (выезд на М4 "Дон" по липецкому направлению), покосившиеся хибары. Кажется, что время здесь остановилось, и мало что изменилось со времен Мамая и Дмитрия Донского.

nikitaess
Молодцы!!!!!!!

Евгений, Нижний Новгород
Спасибо!!!

Спасибо очень впечетляет!Тоже не знал о крепости в Порхове.Дорога на Шимск еще в 2008 году была такой мы ехали со скоростью 10-20 км.Хотели в прошлом году там проехать,но не рискнули,ещё раз спасибо за связь времен.Кто не знает своего прошлого, у того не будет будующего!!

Где-то близко к МКАД
Кто интересуется подобными постройками рекомендую воспользоваться сайтом http://www.nortfort.ru/add_pag... Там пожно все узнать подробнее. С помощью этого ресурса сам многое узнал и свою поездку планировал

Дальневосточникъ
Россия - прекрасная, красивая страна!
К сожалению, на Дальнем Востоке, по моему мнению, невозможно ощутить настоящий "аромат" России... Подобные статьи дают нам представление об истории государства, еще и еще раз демонстрируют наше богатое наследие, показывают, что нам есть о чем помнить и чем гордиться!

Спасибо за интересный рассказ! Обязательно сохраню Вашу статью и буду перечитывать!

Отличная и познавательная поездка, хорошо написали, чувствуется советское воспитание. Присутствует любовь к Родине, память к истории. Тоже предпочитаю поездки по своей стране, побывали с супругой от Калининграда до Владивостока. А дорога всё время зовёт в неизведанные дали.

Спасибо больше за рассказ и конечно же за фото. По этим места у меня тоже было свое мини путешествие в 2007 г. И вот благодаря Вам я опять вернулась в 2007 г. Еще раз спасибо!!!

ооо !!!
мы с женой тоже были в Пскове-Изборске ...
тоже видели диких лебедей, крест Трувору, пили воду из источников - что из горы выходят, залазили на башню - любовались видом крепости ...
Местные говорят - что немцы во время войны - когда ухоили, пытались взорвать крепость. Поставили танк - и прямой наводкой. Но здание настолько крепкое - что выстояло и даже не "шолохнулось". так же рассказывают - что Изборская крепость была сделана таким образом - что дружина могла появлстяь прям на пустом месте - пользуяь тайными ходами и потайными дверцами.
Такое ощущение - что прикоснулся к чему-то большому и святому ... к мощному и главному в своей жизни.
Всопмнилось - как мы из Пскова добилась в Изборск.
На обыкновенном рейсовом автобусе. Икарус- что ль ... Он в какой то момент времени решил заглохнуть и все мужчины - пошли его толкать ...
Такая прелесть !
Эх .. еще хочеться так же поездить - посмотреть
Во вложении - фото с озера, на котором живут дикие лебеди. Ну и - по правую руку - ключи свежие (8 штук .. что ль ...)

место жительства -Владивосток

из Хабаровска
Спасибо за фотографии Куликова поля, помогли прикоснуться к истории. Сами вряд ли доберемся. По поводу окружающей разрухи - как всегда, стыдно...

Здравствуйте! Большое спасибо за замечательную, познавательную, интересную, красочную и интригующую экскурсию молодцы

из Хабаровска:
Не за что!
Насчет "вряд ли доберемся" - нас самих очень раздражает стоимость путешествий (на любом транспорте) по этой стране, несуразно высокая для нефтедобывающего государства. Для нас вот в Африку слетать дешевле, чем на Байкал, а уж Хабаровск, Владивосток - это как на другой планете :)

Прочитал именно то, что хотел и то, что объявлено! Благодаря Вам познакомился с местностью и кусочком истории до сих пор не изведанным. Великолепные, профессиональные фото работы. Как Вам самим показалось - мост пешеходный через Волхов не режет своей современностью?
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

за любовь к родным краям 5!!!! в Суздаль и прибрежные районы сгоняйте, тоже интерессно
Было бы прекрасно, да не было)

Тарасyury:
Спасибо на добром слове :)
Даже такой мост лучше, чем ничего :) Гораздо больше портит впечатление изрядное количество местного нетрезвого народа поблизости.

Makszed:
Нашу поездку по Золотому Кольцу и в том числе в Суздаль вот-вот Дром выложит.
А прибрежные районы - что имеется в виду? Если Кавказ, то про такие наши поездки неинтересно выкладывать, там и так все были и все видели. На Тихий океан не выберемся - если на авто, то отпуска не хватит катнуть туда-обратно :( , если авиа, то поездка по России таких денег не должна стоить, соотношение цена-качество не устраивает. А вот если Балтика и Карелия, то планы есть, пока мешает очень короткий отпуск, расписанный глобально и очень заранее. Поэтому для автопутешествий выделяем по несколько дней, устраивая себе как бы дополнительный коротенький отпуск.

Тарасyury:
Что-то опять у меня подглючивает, если повторяю одни и те же ответы, модераторы, подчистите, пожалуйста!
Спасибо за оценку!
Такой мост все же лучше, чем ничего :) А вот местные пьяные личности вокруг портят впечатление куда больше.

Saint-Petersburg
Здорово написано. Во многих местах из отчета (этого и про Золотое Кольцо) я был. Потрясающе красиво. Только жаль, что почти про машину не пишете. Как едет, насколько надежная, тяжело ли чинить и искать з/ч. Ну и на сколько в ней комфортно.

А как план будущей поездки я бы порекомендовал Карелию. Там очень много красивых мест, в том числе бывших военные объектов.

iks_17
Спасибо. Очень интересно. Тоже захотелось съездить.

kitty-boy:
Спасибо всем за доброжелательные комменты!
Про машину не стал особо писать потому, что таких на дорогах уже почти нет, так что мой опыт 16-летней эксплуатации БМВ-7 уникален, но сейчас бесполезен :) Да и нечего особо писать - ездила честно, поломками не донимала, но свое уже отслужила - все-таки возраст никуда не денешь, расход 14-22 литра напрягает, несмотря на относительную дешевизну пропана, не говоря уж о крайне обидном налоге в 10 000 руб за старое авто. Габариты в современном городском трафике тоже мешают, да и стало страшновато отправляться на ней в дальние поездки - возраст надо уважать. Так что сейчас БМВ ждет покупателя , а мы купили новое авто.
В Карелии были в конце 90-х, леса-озера-Кижи-Кивач. Самые лучшие воспоминания! Планируем несколько поездок туда, в том числе и по военно-исторической тематике.

Дорогие друзья! Замечательно все: идея прикоснуться к истокам Древней Руси, чудесные фотографии и прекрасный комментарий к ним. Чувствуется, что делалось все с большой любовью и со знанием дела.
Очень радует, что у вас столько единомышленников - людей так искренно любящих Россию со всеми ее достоинствами и недостатками. Я считаю себя одним из самым счастливых людей, как бы пафосно это не звучало. Лучшие дни моего детства прошли в маленькой деревушке Порховского района Псковской области, которая располагается на берегу небоьшой речушки Череха в среднем ее течении. Она выглядит точно так же, как речка на вашей фотогафии... Сюда на летние каникулы привозила нас с братом наша мама, уроженка этих мест И. несмотря на то, что я уже нахожусь в зрелом возрасте, приезжая в эти дорогие моему сердцу места, каждый раз с каким-то трепетом и восторгом воспринимаю любимые уголки: место , где в детстве мы любили до глубокой ночи жечь костер на берегу реки; излучина реки, где впервые на спининг я поймал щуку; лесок, куда и сейчас мы со своими детьми ходим за подосиновиками... Счастливых вам путешествий !!!

Загартдинов Рашид:
.................. Лучшие дни моего детства прошли в маленькой деревушке Порховского района Псковской области, которая располагается на берегу небоьшой речушки Череха в среднем ее течении. Она выглядит точно так же, как речка на вашей фотогафии... Сюда на летние каникулы привозила нас с братом наша мама, уроженка этих мест И. несмотря на то, что я уже нахожусь в зрелом возрасте, приезжая в эти дорогие моему сердцу места, каждый раз с каким-то трепетом и восторгом воспринимаю любимые уголки: место , где в детстве мы любили до глубокой ночи жечь костер на берегу реки; излучина реки, где впервые на спининг я поймал щуку; лесок, куда и сейчас мы со своими детьми ходим за подосиновиками... Счастливых вам путешествий !!!
Поздновато увидел Ваш коммент, но лучше поздно, чем никогда :) Спасибо за пожелания!
А река с валунами-порогами и восстанавливающаяся церковь над рекой на наших фотках в отчете - это и есть река Череха в Порховском районе! Мы, двигаясь по трассе Новгород-Порхов-Псков, увидели чуть в стороне мелькавшую между деревьями красивую речку с валунами в воде. Свернули на первом же в повороте в какую-то небольшую деревеньку и остановились сфотографировать окрестности. Очень красивые места, чудесная природа! Жаль, в комментах фотки перестали грузиться.

Жуковский Московская обл.
Спасибо большое Автору - Прекрасный отчет! Красивые места! Много фото и интересный насыщенный рассказ!
В свое время нас с братом возил отец по этим местам - Псков Новгород Печоры Изборск Пушкинские горы, отдыхали мы на озерах под Опочкой / Пустошкой да так и стали туда ездить каждый год отдыхать.
НЕ зря Псковскую оласть называют Русская Швейцария.
Хонда СтепВагон RP1 2018

Насчет Русской Швейцарии - это точно! Когда готовил эту поездку, был поражен тем, что на псковском местном форуме народ вздыхал, мол, туристического потенциала в области нет, поскольку отсутствуют туробъекты. Как это - "отсутствуют", когда Псковская область необычайно насыщена природными и культурными достопримечательностями???? Одно из немногих мест, куда очень хочется вернуться...

Тверь
"В России много прекрасных и интересных мест, и чтобы увидеть их — достаточно просто сесть в автомобиль!"

Это точно. Сами очень любим путешествовать на автомобиле. Это особая романтика, которую трудно заменить чем-либо. Молодцы!