Поездка в Черногорию, или 500 км на арендованном Toyota Yaris

04.02.2011 | 20770 просмотров

Отчет о поездке был написан давно, в марте 2008 года, сразу по возвращении из поездки. Но по разным причинам смог опубликовать его только сейчас. Я не думаю, что в Черногории многое изменилось, наверное немного выросли цены на недвижимость, но море точно осталось.

План поездки, как и многое хорошее в нашей жизни, возник внезапно.

И вот, собравшись за один день, я со своим братом оказался в аэропорту Домодедово.

Билет на самолете до Подгорицы стоил 8 000 рублей туда-обратно (взят был заранее). Самолеты авиакомпании «S-7» летают по вторникам (до и из Подгорицы) и субботам (соответственно, из Тивата). Сейчас появились рейсы других авиакомпаний, но о них я не знаю точно, кому интересно, найдет на любом сайте авиакомпаний и туристических фирм.

Время вылета было назначено на 10:20, но рейс задержали. Судя по спокойствию пассажиров и обслуживающего персонала, это, скорее всего, не исключение из правил, а норма. Но задержка была небольшая, минут 20-30, как раз хватило времени погулять по дьюти-фри.

И вот около 11 часов по Москве аэробус А-319 взлетел из Домодедово.

Что я знал о Черногории до этого момента?

То, что это часть бывшей Югославии, столица — Подгорица (бывший Титоград), население страны — около 700 тыс. человек, часть страны имеет выход к Адриатическому морю. Граничит на севере с Боснией и Сербией, на юге — с Албанией и на западе — с Хорватией. Язык сербский. Разница по времени два часа раньше московского. Денежная единица — евро. Въезд для граждан России — безвизовый. Вот, в принципе, и все познания.

Полет занял три часа. В полете кормили горячим питанием, очень полезным было почитать журнал о Черногории. Было интересно познакомиться с языком. Как мне показалось: основа языка — старославянский, много слов похожи и на польский и на украинский, часть слов заимствовано из европейских (итальянский, немецкий и т.д.).

Решил привести примеры:

• добрый день — добар дан;
  • добрый вечер — добры вече;
  • спасибо — хвала;
  • пожалуйста — молим вас;
  • красиво — лепо.

Вот такой интересный язык.

Приземлившись в аэропорту Подгорицы, приятно поразила погода: 26 февраля на улице было +18, ясная солнечная погода. Куртка сразу перекочевала в сумку. Процесс прохождения таможни и пограничного контроля свелся к простому: «Добрый день», и штампу в паспорте. Ни одного вопроса не было задано. Прямо в аэропорту купил сим-карту местного оператора «Промонте», за 10 евро, 5 — на счет. Звонки в Россию напрямую очень дороги, 1 мин около 1€. Выходило гораздо экономнее, когда жена звонила мне из Москвы по карте на черногорский номер. В магазинах аэропорта смутило то, что магазины казались закрытыми. Но стоило мне подойти к прилавку — продавец оказался тут как тут.

Прямо в аэропорту взяли на прокат Toyota Yaris. Аренда обошлась в 215 €, по 50 за сутки и 15 — за страховку. Когда протянули деньги агенту, он сказал: давайте только 100, остальные при сдаче машины. Причем принять авто согласился в Тивате, поскольку вылет обратно у нас был назначен именно оттуда. Сразу предупредил, что дает машину с полным баком, вернуть надо такую же. Спросил, мол, знаете, как ездить на таком авто, узнав, что у брата «Аурис», вопросов больше не задавал. Краткое повторение правил дорожного движения: «Всегда пристегивайтесь и всегда включайте свет», и вот мы уже едем по Черногории. Машина оказалась 2008 года выпуска, пробег по спидометру 1 150 км (когда сдавали — было почти 1 600). Движок 1,3, цвет ярко-красный, кондиционер, АБС, коробка-робот. При езде в ручном режиме экономия бензина выходит около 0,5 л на 100 км. Судя по поведению, заправляли ее 92, мы по привычке залили 95, машина стала гораздо шустрее, особенно на горных серпантинах. В автоматическом режиме в горку тянет плохо, на ручном управлении все выходит гораздо резвее.

Наша «Тойота»

Очень пригодилась приобретенная в аэропорту карта Черногории и навигатор с картой Европы, закачанной на Горбушке. Первой такой нашей остановки был город Бар. Море не очень чистое, поскольку Бар является портом, до Италии всего-то около 300 км. Обед в ресторане в центре города принес приятный сюрприз. Брат (он уже там бывал) заказал мне плискавицу. Это такая большая котлета из рубленого мяса, зажаренного на гриле. Одному оказалось осилить ее не под силу, и это при моих почти 90 кг и почти голодном желудке. Обед на двоих с вином, чаем, пирожными и прочими изысками вроде местной ветчины и сыра обошелся нам в 21 €. Следующим пунктом нашей остановки и, собственно, целью поездки был пос. Добра Воде. Там во время предыдущей поездки брат присмотрел себе землю (по-сербски плац) и небольшой дом (по-сербски куча). Но хозяин не смог сразу приехать, и мы поехали курсировать по побережью. Вечер застал нас в городе Ульцин.

Город Ульцин — смесь религий, истории и современности.

Ульцин — самый южный город страны, практически на границе с Албанией. Единственное место в стране, где есть песочный пляж естественного происхождения. Сейчас пляж выкупили, там строят детские площадки и развивают туристическую инфраструктуру. Думаю, к сезону все закончат. Народ в Ульцине — смесь сербов и албанцев, по-русски практически не говорят, даже в трехзвездочном отеле пришлось общаться на английском. Кстати, где-то читал, что в Ульцин заездов русских туристов практически не бывает. Сутки в отеле на двоих обошлись нам в 34 €. Вечерняя прогулка по городу, легких ужин в ресторане (два чая и блинчики — по-сербски — палачинки — 4€). Спали как убитые.

Разница во времени сыграла злую шутку. Привычка просыпаться в 6 утра, провалялись в кроватях до 8, встали и пошли на зарядку. А на улице-то 6:00 по местному. На улицах только уборщики.

Красив оказался Старый Ульцин, как пишут во всяких путеводителях: «Старый пиратский рай». Многие прибрежные города имеют и историческую часть и современную, курортную. В Ульцине поглядели на мечети, костелы и православный храм Св. Николая Чудотворца. К сожалению, он оказался закрыт.

Ульцин, песочный пляж.

Затем снова на «Ярис» и в Бар. Встреча с продавцом опять сорвалась, поэтому второй день пропал в изучении округа (как тут написано «Община Ульцин»). Ночевали в отеле «Видиковац», там за ночлег отдали 50€, завтрак включен. В номерах достаточно холодно, спасают только сплит-системы, с функцией обогрева, да запасные одеяла.

3-х звездочный отель «Видиковац».

Четверг, раннее утро, прогулка до моря. Пляжа, как такового, возле отеля «Видиковац» нету, зато летом прямо возле отеля наполнен бассейн. А вот в море можно только спрыгнуть с пирса, а выходить по лесенкам, типа, бассейна. На обратном пути увидели ныряльщика. Пообщавшись на языке жестов, выяснили, что море холодное, плавать можно только в гидрокостюме. Интересен был его улов. Достаточно крупные осьминоги и пару устриц. Брат сказал, что здесь их очень вкусно готовят, я сам не смог оценить, так как к морской кухне абсолютно равнодушен.

Бассейн отеля.

В десять утра встретились наконец-то с продавцом, решили вопрос по приобретению земли. Получается, что стоимость 1 кв. м. (у них цена идет из расчета кв.м, а не сотки, как у нас) колеблется в разных местах от 80 до 400€, а в Будве доходит до 1 000.

Брат приобрел небольшой участочек с домом на удалении около 1 км до моря за 35 000 €. В огороде растут лимон, инжир и кипарис. На очереди посадка мандарина и оливкового дерева. Оставили предоплату, решили, что остальные деньги привезем через две недели, тогда и оформим документы. Кстати, вот фотографии двух домиков, которые тоже продаются:

Скромная вилла. За нее просят 1 млн.€.

Домик попроще. За него хотят 250 тыс.€.

Снова в машину, снова в дорогу. Остановились в Баре, пообедали (плискавицу я брать не решился), прогулка по магазинам, и снова в путь.

Путь лежал по околоморской трассе, на северо-запад. Заехав в г. Петровац, на центральной площади столкнулись с кортежем президента. Вернее, он перед телекамерами обнимался с народом, и мы как раз подъехали. Поскольку у них идет предвыборная гонка, и лицо действующего президента на каждом плакате, ошибиться мы не могли. Кортеж состоял из двух «Ауди-А8», причем одна в старом кузове, и «Крузак» сопровождения. Никаких перекрываний дороги, два полицейских на дороге (без машин), на «Аудюхах» стробоскопы. И все. Мы, подъехав поближе, решили, что нам туда не надо, спокойно развернулись, и двинули обратно, на трассу. Детально Петровац мы так и не рассмотрели.

Следующим пунктом оказался город Будва. Туристический центр Черногории. Также есть Старая Будва, находится прямо на берегу моря, внутри все в бутиках, кафе и ресторанах. Узкие древние улочки создают неповторимый колорит. Цены в магазинах дороже, чем на юге, зато очень много сувенирных лавок.

Старая Будва.

Братик тоже не отказался от сувенира.

Парковка в Будве, у побережья, нам обошлась в 3 €, по 60 центов за час. Дальше наш путь лежал в Цетинье, к монастырю с мощами Иоана Предтечи. Приехали в Цетинье (старая столица Черногории) после 17:00, и даже не надеялись, что что-то посмотрим. Припарковав машину возле пешеходной улицы пошли пешком. У прохожих спросили, куда идти, на удивление, молодые девчонки довольно сносно говоря по-русски, все нам объяснили.

Цетинский монастырь, где хранятся мощи Иоана Крестителя (здесь его называют Св. Йован).

Зайдя в монастырь, узнали, что мощи прикрыты, и надо найти монаха, чтобы он их показал. При входе в храм, где мощи хранятся, к нам подошел монах, узнав, что мы из России, и что меня зовут Иван, он нас перекрестил, обмазал елеем и показал святые мощи.

Там хранятся: десница Иоана Крестителя, нательный крест, которым крестили Иисуса Христа, часть креста, на котором Иисуса распяли, и еще икона (по-моему, Богородицы), написанная рукой Св. Луки. В 18:00 началась служба, мы ее всю выстояли. Фотографий по понятным причинам мы там не делали. Вышли из храма с легким сердцем, одухотворенные несказанно. Пообщались с тем же монахом, узнали, что в апреле-мае приезжает очень много русских приложится к мощам, а сейчас не сезон.

День близился к концу, и мы решили искать ночлег. Во всем городе оказался только один Гранд-отель 3 звезды. Стоимость 50 € за двоих. Но нас остановило отсутствие отопления. Поэтому мы решили двинуться в Подгорицу, тем более что на пятницу у нас была запланирована поездка на север страны. Поблукав по столице Черногории, остановились в каком-то отеле. Утром, позавтракав в том же отеле (завтрак входит в стоимость проживания), двинулись на север в направлении города Никшич. Еще раз скажу слова благодарности навигатору, по Подгорице он нас водил такими дорогами, по которым вообще никто практически не ездит, но зато самыми короткими и надежными. Вновь построенные тоннели и мосты он не знает, но зато по старым ведет четко. В принципе, мы его использовали как путеводитель при выезде из городов и при расчете кратчайшего маршрута между городами.

По пути в Никшич мы изменили планы и свернули в монастырь Острог. На высоте около 1,5 км над уровнем моря, в отвесной скале выдолблено это рукотворное чудо. Сколь камня и труда затратили на эту постройку монахи, сказать сложно, но точно одно — даже на маленькой машине взбираться к монастыру страшно и долго. А каково туда ходить пешком? Этого мы решили на себе не испытывать. В монастыре находятся мощи Св. Василия Острожского, которым более 300 лет.

Вблизи не фотографировали, за этим строго следят. Везде висят таблички на разных языках, и без слов понятные рисунки: «В шортах и с фотоаппаратами не входить».

Пообедав в ресторане недалеко от монастыря, решили двигаться в сторону аэропорта Тиват, тем более что поездка заканчивалась. По пути в Тиват заехали в Котор, поразились количеству и размерам яхт, припаркованных там.

Обратили внимание на то, что чем севернее море, тем оно грязнее, в Тивате море чем-то напоминает сочинское побережье в июле-августе месяце. На северо-западе страны цены тоже выше, чем в том же Ульцине. Зато по-русски на севере говорят очень многие, а понимают почти все.

Ночлег на берегу Адриатики, и снова аэропорт. Перед аэропортом заправились, всего на бензин у нас ушло около 40€. Сдача автомобиля оказалась такой: сотрудник агенства «Марко» обошел машину по кругу, посмотрел датчик топлива, проверил документы на машину и все. Отдав положенные деньги, мы пошли на регистрацию.

И снова аэропорт, таможня, спросили, сколько у нас с собой денег. Узнав, что везем 50€ (мы на всякий случай держали до последнего, раньше при выезде платили по 15 евро с человека, сейчас это отменили), таможенник со смехом сказал, что это много (разрешено вывозить без декларирования не более 2 000€). Вот так. В итоге эти деньги мы оставили в дьюти-фри. Где-то читал что в аэропорту Тивата нету даже зала ожидания, не говоря о дьюти-фри. Может так было раньше, но сейчас это вполне современным, хотя и маленький аэропорт. Самолет снова задержали на 20 минут. Провожал нас небольшой дождик, видно, плакал, что мы покидаем Черногорию.

Приземлились в Домодедово, полчаса стояли в очередь на пограничном контроле. И вот снова московская слякоть, гонки, подрезки, посты ДПС.

За четыре дня в Черногории нас ни разу не остановили, мы не увидели ни одного грубого нарушения ПДД, все автомобили ехали с включенными фарами, все водители и пассажиры пристегивались. На горных дорогах ползуший вверх грузовик через сплошную никто не обгонял, да и сплошная разметка нанесена лишь там, где действительно не видно встречки. Никто не гоняет, как сумасшедший, видел только пару джипов с немецкими номерами, они ехали около 120 км/ч, видно, куда-то действительно торопились.

t@t@rin, id: 2033497
Класс!!! фотки супер особенно дом в сколе!!! 5+
Новосибирск54
За Ярис 5+!

интересно,а вот дальше оттуда на авто,в сторону Европы,через границу нужна будет виза?
Лексус GX470

Красиво.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.

на немецких джипах наши наверное русские гнали

novlex

AlFor06:
Все зависит от того в какую страну захотите поехать - не везде безвизовый режим для россиян.

novlex:
Супер! А как с водительскими "правами"? Наши действуют?
с юридической точки зрения, национальное водительское удостоверение недействительно за рубежом, но с практической, ездить с российскими правами возможно в Европе, но может грозить серьезными последствиями. Так же, с некоторых пор, многие посольства требуют копию международных прав для получения визы, если вы выезжаете на машине
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Как то грустно выглядит посещенная вами страна!?

Фото +5
Всем ни гвоздя ни жезла!!!
Мой отзыв: Audi A4 2000

AlFor06:
На данный момент для краткосрочных въездов для русских из Черногории виза не нужна в: Хорватию, Сербию и Албанию (соседние страны). Можно съездить в Косово, но особых желаний туда ехать нету.
novlex:
Супер! А как с водительскими "правами"? Наши действуют?
Международные водительские права в принципе нужны, но никто и некогда еще не спрашивал (я имею ввиду сотрудников полиции). Зато 100% понадобятся права, если будешь получать визу в посольстве при транзите или поездке на своем автомобиле.
ВладимирPVP:
Как то грустно выглядит посещенная вами страна!?Фото +5
Страна не грустная, просто фотки сделаны в феврале!!! А первые фотки вообще сделаны в 5 утра по местному времени, забыли перейти вовремя на европейское время)))
t@t@rin, id: 2033497:
Класс!!! фотки супер особенно дом в сколе!!! 5+
Это не дом, а монастырь "Острог", причем действующий. Там лежат мощи св. Василия Острожского, основателя монастыря.

А поездку собираемся повторить в марте этого года, уже захватив соседние страны. По приезду отзыв сброшу обязательно.

язык в черногории вроде хорватский
Язык там действительно сербо-хорватский.
Maxum
довольно убогий рассказ вышел...

Классная поездка!

Неплохо!

Классно )))
даа, цены уж не те. слышал, в Баре очень много русских, даже школу открыть хотели. правда?

Здорово, красивая страна и все классно. Сам ездил два раза, последний раз в 2009 в сентябре, заезжали в Негуши, покупали пршут и на всем пути красота неописуема.

Rotoy4521:
Насчет школы врать не буду - не знаю. Я же сам там не живу, так приезжаю набегами). А цены действительно растут, как впрочем и везде.

Здорово.

Отлично! У мя родители недавно ездили и арендовали что то типа витса - так и не смогли понять почему к него бензин не кончается :))))

интересная поездка,5))
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

Краснодар 93 rus
Прикольно!

KohankovaJulia
Был в Черногории в августе 2010 года. Не знаю, как в 2008 было, а в 2010 чудесно. Так же брал в аренду такую же Тойоту, объездил всю страну. Отчёт правдив и соответствует действительности. 5
В Шенгенской зоне действительны, в течении 6 месяцев, Российские права (да же не международные), только необходим перевод на язык той страны, в которой находишся на авто, заверенный нотариально. В январе 2011 года имел удовольствие проехать по Германии-Франции-Испании и опять в Германию. Челс, который выдавал авто на прокат, затребовал даный документ, после чего и оформил автомобиль. Останавливали в Испании, проверили права и нотариальный перевод- пожелали счастливого пути.

вах, моя мечта двинуть в Черногорию и в Абхазии побывать, отличный отзыв!
HONDA Odyssey RA6 UNTouchable

Тагил
Замечтальный отзыв . Супер! Так спокойно написан и так же спокойно читается.
Mazda CX-5 2014

А где фото земли и домика за 35000евриков?
Продам неплохого домашнего кота(можно на органы),рассмотрю варианты обмена!!!

Бургас, България
Был в сентябре 2010 в Черногории.
Симпатично. Но слишком много гор.
Пляжей как в Болгарии нет. Везде либо галька либо круглые катыши.
Пожили 5 дней в Петроваце.
С языком проблем не было, очень похож на болгарский, так и говорили.
* добрый день — добар дан; - добър ден
* добрый вечер — добры вече; - добър вечер
* спасибо — хвала; - благодаря
* пожалуйста — молим вас; - моля
* красиво — лепо. - красив
ВНЖ в Болгарии.
Недвижимость. Срочная эвакуация из РФ.
www.sentia.ru

Очень удивили цены!? живу в Испании, юг, Альмерия, Рокетас де Мар, у нас дешевле раза в два! И море чистое. А по водительскому удостоверению: на время действия визы можете ездить по своему, национальному, везде в ЕС, при получении вида на жительство нужно получать местные, и штраф не маленький. Но полиция действует предельно корректно, могут остановить только если нарушил что - то серьезно, или какая- нибудь операция, и то документы проверяют не всегда! Как то ездил перед полицейской машиной, на фольсе с Бельгийскими номерами, заблудился чуток, нарушил всё что можно, под кирпич, разворот на односторонке, сплошные... они гак то грустно на всё это смотрели, причём глаза в глаза... и на этом всё!!! Главное никому не мешать. Удачи на дорогах Европы!
LENINSIB:
А где фото земли и домика за 35000евриков?
К сожалению только видео(((

БратыСК
Хорошо вам мужикам....раз собрались и поехали.......фотки клас.....молодцы ребзя!!!

Саянский
"План поездки, как и многое хорошее в нашей жизни, возник внезапно."
У брата внезапно и чисто случайно появились 35 тыс. евро.

1518км М5. Искра.02rus
молодцы!! фото красивые
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
V8 4.7L

Интересно было читать и фотки хорошие,спасибо.

Вот это отдых!!!!!!!!!!!!!!!+5
Любая демократия приводит к диктатуре подонков. (Альфред Нобель)

alex222gor:
"План поездки, как и многое хорошее в нашей жизни, возник внезапно."У брата внезапно и чисто случайно появились 35 тыс. евро.
Брат - это брат. Лично для меня поездка оказалась внезапной и чисто случайной)))

Лучше ездить на своей машине.

:-) 5+
АРК "БАРНАУЛ" серенький
ремонт и запчасти ЭКСПЕРТ
ЁЛКА,ФИАТ,ЦАРЬ ЗВЕРЕЙ И ФОРД
прямой проезд 11

Ставрополье
Спасибо! Хороший рассказ. Четко, кратко, интересно. И фотки очень понравились.
Беседы, долго идущие, пожирают жизнь.
Мой отзыв: Nissan March 1998

А я тоже арендовал там Ярис! Страна маленькая, но очень интересная! Что касается границ с соседними странами:
1. Хорватия - для нас въезд безвизовый, но есть сложности (что-то связанное с ваучерами гостиниц и организованными туристическими группами). Самостоятельно лучше не пробовать: поставят штамп "Zabranen ulaz" на несколько лет. Если есть желание посетить Дубровник, проще всего взять организованный тур на автобусе за 30-50 евро.
2. Босния и Герцеговина - ездили в Сараево как раз на прокатной машине. Дорога - нечто! У нас на границе проблем не было: черногорцы проверили багажник, а боснийцы пробили по базе и пропустили. Говорят, могут потребовать бронь гостиницы в БиГ, но я сразу сказал, что вечером вернемся.
3. Албания - виза нужна, но граница работает в лучших российских традициях: турагентства имеют там связи, поэтому лучше как и в Хорватию брать организованный автобусный тур на день. Тогда визу могут поставить на границе. А нам ее вообще не ставили, чтобы не ждать, оставили паспорта на таможне, а на обратном пути забрали без всяких отметок. Получается, были в стране нелегально :)
4. Сербия - самая отдаленная граница (ехать часа 3!), и смотреть в ближайшей к границе части страны нечего, а Белград далеко. Здесь как и с Хорватией: если ехать туда из России, виза не нужна, а из Черногории есть какие-то сложности. Например, когда мы там были (2007), погранпереход еще был не совсем готов (Черногория отделилась от Сербии в 2006).
Водителю в Черногории совет: расстояния там небольшие, но дороги горные, поэтому не планируйте свою скорость как в России. Иногда 100 км можно ехать часа 3-4.

хорошая поездка
Мой отзыв: Toyota Vista 1992

сербский. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D1%80%D0%B2.

matinec:
Лучше ездить на своей машине.
Поддерживаю. Если на своей машине, то путешествие как бы по-честному получается.
Крайняя поездка: https://travel.drom.ru/82078/

Очень интересно было почитать отчет. Летом там конечно все гораздо ярче и симпатичнее. И многих мест вы еще не увидели. Очень советую съездить на Дурмитор, Ловчен и в сторону Герцег-Нови.

А с чем я не согласна в отчете, так это с тем, что чем севернее, тем море хуже. Ничего подобного! Если выехать на катере от Герцег-Новог в открытое море, то можно легко убедиться, что море там изумительного ярко-синего цвета. Есть потрясающий пляж в поселке Жаница. Вода там ярко-голубая и безупречно прозрачная. Поэтому судить по портовым городам, вроде Котора не совсем правильно и корректно.

А еще у меня есть небольшие поправки касательно языка. Может и пригодятся, когда в следующий раз поедете. :)
"Пожалуйста" - будем по-сербски "молим". Без "вас". Просто - молим. И "пожалуйста" - это не совсем точный перевод этого слова. Вернее, оно не используется во всех наших смыслах. Если вы хотите сказать, что-нибудь вроде "Продайте мне, пожалуйста, вон ту пачку сигарет", то тут это слово будет уместно. А в остальном у этого слова скорее вопросительная интонация. Используется как вопросительная форма, например когда не расслышали, что сказал собеседник, вместо нашего - "чё?" говорят "молим?". А в ответ на "спасибо", по-сербски обычно говорят - "нема на чему".

И еще.
Котлета называется "плЕскавица". И она не настолько большая, как описывает автор. Гамбургер с ней получается примерно как Биг Тейсти в Макдаке. Тока вкуснее. :) А в следующий раз обязательно попробуйте чевапи. Это маленькие колбаски из рубленого мяса. Подаются порциями по 14-16 штук со свежим луком и хлебом. Таких колбасок в России не бывает в принципе. Это что-то! :)

Oleg-Sentia:
Был в сентябре 2010 в Черногории.
Симпатично. Но слишком много гор.
Пляжей как в Болгарии нет. Везде либо галька либо круглые катыши.
Пожили 5 дней в Петроваце.
С языком проблем не было, очень похож на болгарский, так и говорили. * добрый день — добар дан; - добър ден * добрый вечер — добры вече; - добър вечер * спасибо — хвала; - благодаря * пожалуйста — молим вас; - моля * красиво — лепо. - красив

andre044
Был в Черногории в июле 2009-2010. Красивая страна. Правда очень жарко. Самый большой пляж в Ульцине 13км. На фото мой сынишка идет покупаться в пресной воде, после соли Адриатики. В этом месте река Бояна впадает в море. Интересный контраст.

andre044
Это курортный городок Будва, с красивыми катерами, мимо которых равнодушно не пройдешь.

PP

Спасибо,кратко и без понтов.

Варна
Кто может подсказать безвизовый пробег по этим или другим странам на своем авто?
Главное, чтобы быстрота передвижения не превышала скорости ангела-хранителя...
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2010

осенью был в Черногории. Жил в Крашичах (это около Котора). Почти каждый день мотался в Будву. Как раз наоборот, обратил внимание, что "гонщиков" на дороге хватает. И обгон через сплошную, и превышение скорости черногорцам не чуждо. А вообще страна конечно понравилась.

Bob31
Тоже был в тех краях 5 лет назад. Взял новенький Гетц на прокат. Оказалось, что я первый арендатор этой машины. Хозяин проката очень веселый и добродушный человек оформил все бумаги за пять минут и пожелал счастливого пути. На мой вопрос-какие документы нужно предьявлять, если остановит дорожная полиция, он сначала не мог понять, что я у него такое спрашиваю, но когда въехал в сути вопроса-долго и заразительно заржал. Когда приступ смеха у него наконец-то закончился -пояснил, что никто меня не будет останавливать. Так оно и вышло. Исколесив за три дня всю Монтенегро вдоль и поперёк, меня никто не пытался остановить. При сдаче машины хозяину проката он просто спросил-всё ОК? На что я ответил-ОК!. На этом вся проверка машины и закончилась. Замечательные люди и замечательная страна!

ЗиЛ-130
Владикавказ
язык в черногории вроде хорватский
Черногорский в Монтенегро язык - свой собственный, в отличии сербского, боснийского, хорватского он не имеет литературного стандарта, а так похожего много.
А так страна СФРЮ - рай на земле. Пендосы только вот раздолбали как и нас.

PS "Россию мы должны развалить по типу югославскому, а в тех раздробленных субъектах. что останутся, расставить своих марионеток*". (Из выступления Билла Клинтона на заседании генштаба США, 2000 г.)

*типа ющенков ))

ЗиЛ-130:

ЗиЛ-130
Владикавказ
tutsic:
Явно говорите о том, чего не знаете. В Черногории именно сербский язык. Чисто сербский. После отделения, черногорцы попытались ввести якобы собственный язык, изменив в алфавите пару букв. А отличается он от сербского только небольшим акцентом, так же как и хорватский.
Черного́рский язы́к — южнославянский язык западной подгруппы. Черногорский построен на базе используемого в Черногории иекавско-штокавского диалекта сербохорватской языковой системы, с точки зрения сравнительной лингвистики, является одним из её стандартизированных взаимопонятных вариантов наряду с сербским, хорватским и боснийским. По конституции до 1992 г. государственным языком Черногории считался сербохорватский, до 2007 г. — иекавская форма сербского, с 2007 г. — черногорский язык.

PS Конституция Черногории, принятая 22 октября 2007, признала черногорский язык официальным языком Республики Черногория.

Статья 13. Официальным языком Черногории является черногорский язык. Кириллическая и латинская орфография являются равноправными. Официально используются также сербский, боснийский, албанский и хорватский языки. Нота потом бене ))

ЗиЛ-130:
Черного́рс кий язы́к — южнославянский язык западной подгруппы. Черногорский построен на базе используемого в Черногории иекавско-штокавского диалекта сербохорватской языковой системы...
Это вы откуда накопали подобную муть?
У меня свекровь сербка, и при этом гражданка Черногории. Я и сама там была не один раз, и муж - серб. Поэтому, наверное я больше поверю им, чем вам. :)
Да и сама я ни разу не слышала черногорского языка. Все в Черногории говорят исключительно на сербском.
Более того, боснийский, хорватский, сербский и черногорский языки являются абсолютно идентичными, отличаясь друг от друга двумя-тремя словами и акцентом. А черногорский отличается только акцентом. В нем нет ни одного нового слова.
Поэтому не надо мне таскать куски из Википедии. Я повторюсь, что вы просто не знаете, о чем говорите. Вот и все.
Sashenks_24
Хороший рассказ+5, прям ностальгия! В Черногорию ездила в августе-сентябре 2010. Наш маршрут Черногория: Подгорица- х. Острог-парк Дурмидор. потом Босния: Сараево, Мостар. Далее Хорватия: Дубровник. И снова Черногория: Котор-Будва-Бечичи-Скадарское озеро-Бор-Подгорица на Форд Гэлакси 6 человек 14 дней
Очень красивые места. Зря не съездили в парк Дурмидор, самое красивое место на севере Черногория, потрясающие горы, горнолыжный курорт Жибляк. Рядом река Пива, и ее каньон: красивее я места не видела. Каньен р. Тара второй по величине после Большого каньона в США.
В Боснии вообще проблем с ваучером не возникло, многие говорят что нужен именно оригинал, но у нас были копии. Багажник ни разу ни где не проверяли. Ваучера в Хорватии вообще не было, по приезду нашли номера в частных домах, там с этим проблем не возникло. В Дубровнике не порадовало море: очень холодное. Местные говорят, мол, течение, не верьте - это течение у них всегда.:-)
Основательно на 10 дней остановились в г.Бечичи, валла Бечичи. маленький и очень приветливый к русским городок. До Будвы 10 мин на машине, рядом св. Стефан: куда мы кстати не попали из-за его реконструкции. Но зато прокатились до Скадарского озера, и г. Бар. В Баре мы искали красные пески, но нашли там только гальку. Есть в Черногории замечательный платный туннель: были под впечатлением, сокращает путь на много, чисто внутри, телефоны, хороший свет, в общем денег было не жалко.
Впечатлений много. Съездить туда стоит. Желаю всем успеха в путешествиях
ЗЫ. фотки загрузить не удалось :(

Вы немножко плохо расслышали ДОБРЫЙ ВЕЧЕР у них звучит ДОБРА ВЕЧЕР, просто вечер у них женского рода, как в старославянском языке.

А вот вам ещ словарик Коридор - ходник

Ростов-на-дону
наши права международные-действуют

какие международные! по форме
как пластиковая карточка?? а как св-во о регТС
канают?
Altezza-02. RAV-4-00 коротыш
Мой отзыв: Toyota RAV4 2000

ХЗ , я не первый год катаюсь там с нашими обычными правами. Дорожная полиция относится к русским нарушителям снисходительно ))). Есть там одна дорога Цетине-Котор, вот где адреналин прет !!! Ехал в облаках, видел на одном из поворотов( на спуске к Котору ) надписи : МАМА и Гр****** Котор ))). Там действительно стршновато ехать. Местные мне сказали что стараются по ней не катать. В целом страна офигенная и уютная.

сургут
так и не понял у вас было 50 евро,а вам сказали что вывозить нельзя больше 2000?
Мой отзыв: Nissan X-Trail 2011

Здорово!)))

Гончар
dimy4:
- тук-тук ?!
- войдите !

Гончар
И ?
Дом построили ? (сниму на лето)