Путешествия на Байкал и в Бурятию из Томска

02.02.2011 | 47985 просмотров

Мечтали долго, планировали быстро, собирались впопыхах и в последний момент. Такая предыстория поездки нашей семьи к Великому озеру. И как во всех наших поездках, в этом виновата работа. Из-за нее для отдыха вырвали в последний момент всего 11 дней.

Сама идея поехать на Байкал родилась по принципу «там еще не были» (ранее были на Горном Алтае, в Хакасии и Тыве). Она расширилась и оформилась за несколько дней в незатейливый маршрут: Томск — Красноярск — Иркутск — Слюдянка — Усть-Баргузин с вероятными заездами в Улан-Удэ и Тункинскую долину и маловероятными — в Братск, в Листвянку и на Ольхон. Из отчетов я ознакомился со всеми «достопримечательностями» трассы М-53 и нанес на спутниковую карту россыпь меток интересных мест.

Выезд был запланирован на 21 июня. То, что туристический сезон на Байкале в августе, а едем в июне мы восприняли как «Меньше народа — больше кислорода». О чем в дальнейшем ничуть не пожалели.

Машину (Toyota Caldina) немного порадовал свежими жидкостями, пыльниками, сальниками, фильтрами, колодками. Экипаж (я Роман, жена Юля и дочь Лиля) особой подготовки к поездке не нуждался.

1 день путешествия

18 июня — дежурю сутки, 19 июня — дежурю сутки, 20 июня — дежурю сутки, 21 июня — не дежурю! Забираю Юлю с дежурства, Лилю из дома, набиваем полный багажник «Калдины» заранее купленной едой и туристическим скарбом и в три часа дня вылетаем из города.

Задача первого дня поездки — уехать как можно дальше, а если повезет, то заночевать на берегу Красноярского вдхр. в районе с. Даурского. Дома, играя с зумом спутниковой карты, я нашел там полоску дикого пляжа, из-за которого маршрут первого дня пройдет мимо трассы М-53.

Дорога до Ужура (Томск — Мариинск — Тисуль — Шарыпово — Ужур) нами уже давно разведана. Поэтому участок асфальто-гравийно-ямочной трассы Р-400 перед Мариинском и гравийки перед Шарыпово воспринимаются как должное.

Серые и безликие города (Тисуль, Шарыпово, Ужур) разнообразили отроги Кузнецкого Алатау и озера (Инголь, Большое, Бережское вдхр.).

Дорогу от Ужура к Даурскому через Балахту преодолели на одном дыхании в опускающихся сумерках.

За Даурским асфальт, к нашему удивлению, не закончился. Как-то не вязалось это с дорогой к дикому пляжу. Оказалось, что за время, прошедшее с последних спутниковых снимков этой местности, предприимчивые красноярцы застроили домиками весь пляж, и он стал совсем даже не диким. Сунувшись в несколько свертков и попугав в темноте дальним светом фар местных обитателей с бутылками неизвестной жидкости в руках, мы нашли нужный и через 4 км полевой дороги оказались в тихом и укромном месте на берегу Красноярского водохранилища. Ужасно хотелось спать, и мы не стали себе в этом отказывать в условиях полного одиночества на берегу Енисея.

За день наездили 630 км.

2 и 3 дни путешествия

Утром осмотрели нашу стоянку. Место оказалось неплохое. Несмотря на присутствие здесь стоянок (со столами, стульями, кострищами и даже мангалами), следов человеческой деятельности немного. Все убрано и кучи пластика с бутылками не режут глаза и ноги.

Возле стоянки берег сложен из нагромождений массивных скальных пород, вымытых из-под земли поднявшейся водой водохранилища.

Хотелось купаться, но прохладная вода и не совсем теплая погода отговаривали это делать.

Рядом есть небольшая бухта с песчаным пляжем.

Если бы целью нашего путешествия был не Байкал, то здесь можно было провести не один день отдыха. Но нас ждала дальняя дорога…

Дорога до Красноярска (трасса М-54) пролегла через живописные горы, покрытые тайгой. Это западная оконечность Восточных Саян, через которую Енисей пробил себе дорогу к Ангаре. Пасмурная погода не дала поснимать пейзажи, ограничились цветами вдоль дорог.

Перед Дивногорском посетили Красноярскую ГЭС. Это не первая плотина ГЭС на пути наших странствий, но посмотреть с нормального ракурса получилось пока только Красноярскую.

Сброс излишков воды с водохранилища только добавлял эффектность картины плотины.

Возле Слизнево полюбовались красивой панорамой Енисея со смотровой площадки.

Красноярск встретил нас бесконечными пробками в час пик. Промышленно-спальные районы — не лучшее место для знакомство с этим красивым городом. Потратив два часа на преодоление улиц запруженных транспортом, отложили знакомство на следующий раз и устремились к Байкалу по «дороге жизни» — М-53.

Дорогу от Красноярска до Байкала подробно описывать не буду. Она прошла однообразно в постоянном движении, по чему-то, отдаленно напоминающем федеральную трассу, под проливным дождем, большей частью в темное время суток с запотевшими окнами из-за неисправности кондиционера. Ночевали в машине на полпути между Нижнеудинском и Тулуном. Иркутск, Ангарск и Усолье-Сибирское миновали вечером и из-за дождя и нехватки времени знакомиться с городами не стали.

До Байкала мы добрались в седьмом часу вечера. После долгой тяжелой дороги, открывшаяся с серпантина Култука, панорама озера особого впечатления не произвела. Настроение еще портил дождь, который преследовал нас от самого Томска. Мысли же были только о сне.

Еще по дороге я разрекламировал Юле байкальского омуля и первым делом, которое мы сделали перед тем, как спуститься к озеру, это прикупили вкусной рыбки на вечер. На серпантине возле Култука обустроен целый «омульный» рынок. Несколько десятков продавцов с омулем любого размера, вкуса и вида приготовления. Цены выше, чем в других участках Байкала, но зато работают круглосуточно.

Пиво есть, омуль есть, Байкал есть. Осталось найти место, где все это совместить и отдохнуть. С этим оказалось не все так просто. Трасса М-55 тянется на 200 км вдоль озера и кажется, что ничего сложного съехать к берегу. Но между ней и Байкалом идет полотно железной дороги Транссиба, через которое нет ни одного переезда. Проехать к берегу можно только в поселках по тоннелям или под мостами по руслам рек.

К своей первой стоянке на озере мы проехали по руслу р. Безымянная возле с. Мангутай.

Наконец-то мы осознали, что добрались до Байкала. И уже никакая непогода не могла помешать нам отметить это событие.

За второй день проехали 725 км, за третий день — 592 км.

4 день путешествия

Весь день погода сохранялась пасмурной, но без намека на дождь. До обеда отдыхали и любовались озером.

А почувствовав прилив сил, отправились в дорогу.

Не спеша, часто останавливаясь, гуляя и фотографируя окружающие пейзажи, к вечеру мы миновали Бабушкин (пополнив запасы омуля и питьевой воды).

Встал вопрос о поиске места для ночевки. Хотели встать на стоянку в заливе Посольский Сор, свернув к Толбажихе. Но весь берег оказался застроен турбазами, на которых мы останавливаться не планировали.

Проехали по трассе дальше и свернули в сторону с.Посольское.

Осмотрели местную достопримечательность — Спасо-Преображенский монастырь, основанный на месте гибели русской посольской миссии в Китай (1653 г).

Впоследствие нас преследовало дежавю при виде церквей в селах Кабанского и Прибайкальского районов Бурятии. Они строились по схожим проектам. Вот ряд из них:

Богородице-Казанская церковь (с. Творогово).

Сретенский женский епархиальный монастырь (с. Батурино).

Свято-Одигитриевский кафедральный собор (Улан-Удэ).

Спасский храм (с. Турунтаево).

Возле Посольского на берегу были места для стоянки. Но сильный ветер с озера не позволял поставить палатку. Мы проехали по берегу дальше, пока колеса машины не начали вязнуть в гальке.

За день наездили 374 км.

5 день путешествия

Особо расстраиваться из-за того, что не нашли паром мы не стали. Было решено посетить Улан-Удэ и одну из достопримечательностей Бурятии — Иволгинский дацан. Тем более, что этому способствовала погода. В первый раз за время поездки стояла ясная солнечная погода и +30 град за бортом.

Иволгинский дацан расположен в степи в 30-ти км юго-западнее Улан-Удэ.

Он произвел на нас огромное впечатление, которое нельзя описать словами и фотографиями. Здесь надо побывать.

Ранее нам не приходилось сталкиваться с культурой буддизма. А тут сразу попали в ее центр. Именно с Иволгинского дацана началось возрождение буддизма на территории России в 1945г. Сейчас это большой монастырский комплекс, включающий более 50 зданий, среди которых десять храмов (дуганов) и Буддийский университет «Даши Чойнхорлин».

Вход на территорию комплекса бесплатный. Сразу возле входа небольшой рынок с сувенирами, оберегами и прочими атрибутами буддизма, от покупки которых очень трудно удержаться. По монастырю можно бродить не один час, вращая многочисленные барабаны и снимая грехи или любуясь дуганами, которые представляют собой произведения деревянного зодчества.

Под впечатлением от дацана мы отправились в Улан-Удэ.

Знакомство с городом ограничили посещением площади Советов с местной достопримечательностью — гигантской «башкой» Ленина и Свято-Одигитриевского кафедрального собора.

Пробки Советского района и жара выгнали нас в направлении Байкала. На выезде из города заскочили посмотреть Улан-Удэнский дацан Хамбын-Хурэ. По сравнению с Иволгинским дацаном масштабы уже не те.

Трасса от Улан-Удэ до Усть-Баргузина на момент нашей поездки находилась в стадии глобальной реконструкции и напоминала этим М-53. Начиная с с. Турунтаево участки новой дороги с идеальным асфальтом постоянно сменялись гравийными насыпями и объездами. Это значительно замедляло движение. Причина таких глобальных работ на тупиковой дороге районного значения не щедрость властей, а особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань». Это участок берега Байкала длиной около 40 км (пять участков: «Турка», «Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная» и «Горячинск»), который будет застроен коттеджами, гостиницами, яхт-клубами, конгресс-центрами, набережными, горнолыжными комплексами и прочими атрибутами организованного туризма. Здесь будет отдыхать более 2 млн.человек в год и еще одним уголком дикой природы станет меньше.

Ну а пока, продвигаясь северо-восточнее вдоль Байкала, мы наслаждались безлюдными песчаными пляжами и красивыми бухтами.

На одном из красивых мысов возле с. Безымянка мы остановились на ночевку.

Мы его назвали мысом 1000-ти муравейников. Они здесь были через каждые 10-15 метров и чтобы найти площадку без санитаров леса нам пришлось сильно постараться.

Компанию у костра нам составили летучие мыши, обитающие здесь в больших количествах.

Прошедший день нам запомнился еще двумя событиями. В Гремячинске в придорожном магазине я купил бутылку «Томского» пива (за 2 500 км от дома!). А когда загружались в багажник продукты, мною был забыт на крыше кошелек с нашими финансами. Он был обнаружен там случайно через 20 км, когда остановились фотографировать берег. Хорошо, когда все хорошо заканчивается…

За день наездили 289 км.

6 день путешествия

Погода продолжала нас баловать. Утро провели в отдыхе и прогулке по мысу.

После обеда отправились в путь к самой дальней точке нашего маршрута — полуострову Святой Нос.

Чтобы попасть на Перешеек и Святой Нос, надо преодолеть р. Баргузин на пароме в с. Усть-Баргузин.

Пока женская часть экипажа пополняла запасы омуля (самого вкусного, что мы ели на Байкале) на рынке возле парома, я наблюдал за работой паромщика, который жонглировал словно в цирке тяжелой баржей на длинном тросе.

Юля с Лилей так увлеклись выбором рыбы, что чуть не остались на берегу.

За паромом дорога раздваивается. Одна идет в Баргузинскую долину, а вторая — на перешеек к Святому Носу. Недалеко от развилки зарегистрировались на экопосту Забайкальского национального природного парка и оплатили пошлину за въезд туда.

После небольшой полосы леса перед нами открылось очень красивое озеро Бармашево с песчаными берегами.

Дальше по перешейку дорога идет среди песчаных дюн и берегом Байкала с одной стороны и болотами с заливными лугами с другой.

Перед поездкой переживал, что дорога будет песчаной и проходимой только для джипов. Она оказалась песчано-гравийной и проходимой для пузотерок, правда, плохого качества.

Главное не спешить сворачивать в дюны к берегу. Одних таких товарищей на Toyota Corona Premio пришлось дергать тросом.

К Байкалу на легковой машине можно подъехать только ближе к Святому носу, где дорога подходит вплотную к берегу. Именно там останавливается основная масса туристов в пик сезона отдыха. Мы встретили здесь только пустые стоянки, оборудованные туристами предыдущих сезонов столами, стульями, кострищами, каркасами для шатров и даже банями. Подобные стоянки идут через каждые 10-20 метров на протяжении 10 км берега. Даже трудно себе представить, сколько здесь скапливается народа. Мы же были одни на 20 км превосходных песчаных пляжей. Чем незамедлительно и воспользовались, вволю нагулявшись по дюнам, накупавшись в озере и вкусив вкусного омуля под жаркими лучами июньского солнца.

Дальнейшим планом была поездка на горячий источник в Змеиной бухте. О нем слышали мельком на пароме. Но мы немного не рассчитали время и дорогу. В бухту можно попасть только по воде на катерах из Монахово и Курбулика. К Курбулику дорога пролегла через перевал, который дался с трудом «Калдине».

Пришлось постоять, подышать свежим воздухом. В дождь есть шанс не подняться на него по скользкому песчанику.

В село мы попали только в семь вечера.

У местного жителя узнали, что все, кто возит к источнику, ушли на промысел, и предложил приехать утром, когда они будут дома.

Решили возвращаться ночевать на перешеек, т.к. возле села не было укромных мест для стоянки. На следующий день были запланированы поездка к Змеиному источнику и подъем на пик Макарова.

Место для ночевки нашли в нескольких километрах от горной гряды прямо возле пляжа.

На огонек к нам слетелись с близлежащих болот голодные комары (в других местах Байкала они не попадались). Но кормиться им и отдыхать у костра нам выпало недолго. С озера налетел шквалистый ветер. Пришлось собираться все вещи, тушить костер и придавливать палатку, поставленную на песке, камнями. Стихия продолжалась всю ночь, правда, не сильно мешая нам спать после насыщенного дня.

За день наездили 168 км.

7 день путешествия

Утром ветер стал тише, но начала портиться погода.

Как бы ни было обидно, но мы приняли решение возвращаться. Спокойно собраться без ветра и покушать остановились на оз. Бармашево.

Тут произошел неприятный инцидент. На пульте случайно нажалась кнопка пассивной постановки на сигнализацию. И когда мы покинули машину, захлопнув все двери и оставив ключи в зажигании, она послушно встала на сигнализацию. На душе упало. Перебрав все варианты и просчитав, без какого стекла будет комфортнее и дешевле ехать до дома, я пошел к соседям по стоянке. На наше счастье таковые имелись на довольно безлюдном перешейке. Повезло также, что у соседей оказался тонкий и длинный стальной прут. Отжав водительскую дверь сверху железкой, прутом нажали на кнопку разблокирования всех дверей. Вышло все быстро и безболезненно для машины. Отблагодарив соседей тем, что «прикурили» севший аккумулятор, отправились в путь.

На пароме в Усть-Баргузине пришлось потратить больше часа в очереди.

С нами переправлялся грузовик из Германии. В кабине — муж с женой и собакой. Теперь у меня мечта — купить подобный дом на колесах и путешествовать семьей по миру, ну или хотя бы по России.

До переправы через Селенгу добрались только в сумерках.

На этот раз мы нашли оба парома. Первый в с.Татаурово, который безуспешно искали на другом берегу ночью, уже не работал. У него мало рейсов в день и работает не круглосуточно. Второй находится в 10 км на восточной оконечности с. Ильинка (поворот на окраине села возле кафе). Он работает круглосуточно.

Еще существует мост в с. Тресково в 40 км от паромов. Через него ехать на 30 км длиннее.

Место для ночевки по традиции нашли в темноте на р. Мишиха.

За день наездили 430 км.

8 день путешествия

Из-за того, что мы не поднимались на Святой Нос, в запасе оставался еще один день. Мы решили посвятить его посещению Тункинской долины.

По дороге завернули к Теплым озерам поглазеть на реликтовые тополя. К самим озерам проходить не стали из-за дождя.

Пополнив в Слюдянке запасы воды и провизии, начали подниматься в Тункинскую долину. Затянувшие небо над Байкалом тучи и туман остались позади, и погода стала проясняться.

Долина сразу нам понравилась своими красивыми зелеными лугами, на которых безмятежно пасутся стада лошадей и коров. Словно очутились в Альпах.

Знаменитые Тункинские гольцы остались закрыты от взора пушистыми облаками.

Удивили причудливой формы заборы, тянущиеся на многие километры вдоль трассы. Как будто их хозяева учувствовали в конкурсе на оригинальность.

В опускающихся сумерках на ночевку встали на р. Иркут возле моста к курорту Нилова Пустынь.

Место для стоянки было удобное, но смущал один факт — вода в Иркуте была высокая и бурная, что говорило о полноводии. Берег же, где остановились, был только на полметра выше кромки воды. Искать другое место было уже поздно. Поэтому решили поставить вешку и мерить уровень воды до сна и ночью.

За день наездили 326 км.

9 день путешествия.

За ночь вода не поднялась, а наоборот упала на полметра, чему мы были очень рады. Ночной эвакуации нам только и не хватало.

На день был составлен план — сначала проехать в сторону с. Хойтогол, потом в сторону Монды и подняться на Окинское плоскогорье, а во второй половине дня вернуться обратно и на ночевку встать возле Иркутска.

Пока Юля занималась хозяйством, я побродил по окрестностям с фотоаппаратом, запечатлев реку Иркут и старый деревянный мост через нее.

Река Иркут в месте нашей стоянки из двух рукавов объединялась в одно русло. По одному рукаву воды шли мутные, по другому — чистые. В общем русле они еще долго не смешивались, образуя очень интересную картину.

Перебравшись по мосту на другой берег Иркута, мы по долине р. Ихэ-Ухгунь проехали до с. Хойтогол. По дороге посетили курорт Нилова Пустынь (знаменит радоновыми и минеральными источниками), Ниловский буддистский дацан и с. Хойтогол, от которого начинается тропа на Шумакские источники.

Дорога к Хойтогол заняла немного времени, но оставила массу впечатлений. Дальнейший путь лежал к с. Монды на границе с Монголией.

Тункинская долина за с. Выс. Мойготы закончилась и дорога пошла в узком ущелье р.Иркут.

Пейзажи сменились с зеленых лугов и еловых лесов на горы, покрытые сосново-лиственничным лесом.

Иркут же преобразился в горную реку с бурным потоком и многочисленными порогами.

Село Монды находится в 10 км от границы с Монголией в небольшой долине, зажатой со всех сторон горами.

За ним дорога раздваивается. Одна ведет к таможенному посту на границе с Монголией, другая — по долине р. Иркут на Окинское плоскогорье в с. Орлик. Визами мы себя не обеспечили, поэтому нам была открыта только одна дорога — на северо-запад.

Дальнейшие 50 км подъема на Окинское плоскогорье подробно описывать не буду. Это надо видеть…

Неспешно виляя по горным серпантинам, мы наслаждались красотами Восточных Саян. Дорога от Монды до Орлика гравийная. За исключением небольших участков, среднего качества. На 50 км пути встретили только несколько машин. Места здесь немноголюдные.

По дороге мы поиграли в снежки,

поглазели на буддистскую ступу на слиянии Черного Иркута и Белого Иркута и взобрались на скалу возле этого места,

набрали питьевой воды в водопаде у дороги, оставив подношение его духу.

Постепенно горы уступили место равнине. Мы оказались на Окинском плоскогорье.

Возле беседки на перевале наш путь в глубь Окинского района Бурятии был завершен. Впереди оставалось еще много непосещенных интересных мест (озеро Ильчир, водопады на р. Малый Жомболок и Сайлаг, долина вулканов и др.), но время поджимало. Пора было возвращаться в Томск.

На обратном пути в с. Монды заехали в позную (по-бурятски правильнее в буузную). За все девять дней пути мы питались самостоятельно, не пользуясь кафе и сомнительными забегаловками. Но не могли же покинуть Бурятию, не отведав местной кухни, и в частности — бурятские позы (буузы). Тем более, что в дороге по горам жутко проголодались.

Хозяйка приняла нас тепло и накормила от души вкусной домашней кухней.

Сытые и довольные от проведенного дня мы устремились в сторону Иркутска.

С Байкалом в районе Култука попрощались уже в темноте. Он проводил нас прохладой и моросящим дождем. Другого от него и не ожидали. На серпантине закупили омуля впрок.

Иркутск миновали во втором часу ночи, сняв деньги на дорогу до дома в банкомате.

Шел дождь, дорогу заволокло густым туманом, хотелось спать. В пятом часу утра добрались до п. Залари. Еще перед поездкой я рассматривал вариант ночевки на берегу Братского вдхр. возле Балаганска. Пришлось воспользоваться запасным планом. Словно в популярном мультфильме про ежика мы плыли по туману Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, изредка выныривая из него на пригорках. На рассвете мы нашли пристанище на заливных лугах залива Унга-Братского вдхр. возле с. Новоленино.

Однако наш покой был нарушен…

Я обратил внимание, что возле берега в заводях что-то копошится. При ближайшем рассмотрении, это оказались десятки карасей, пришедшие в заросли травы у берега на нерест. Казалось, протяни руку и они твои. Сон как ветром сдуло. два часа я и Юля бегали по заливным лугам в тщетной попытки наловить гору рыбы голыми руками.

Несмотря на то, что рыба торчала наполовину из воды на мели, убегала она очень быстро. Удалось поймать только пять штук.

Мокрые, холодный и уставшие, мы решили прекратить «рыбалку». Солнце уже сияло вовсю силу, туман ушел и надо было отдохнуть после ночи в дороге.

10 и 11 день путешествия

Отдохнув несколько часов, мы проехали непосредственно к главному руслу Ангары. Возле с. Первомайское нашли уютное место, в котором позагорали и искупались.

После обеда выдвинулись в путь.

Дорога домой по трассе М-53 далась несколько легче дороги на Байкал. Плохой участок между Тулуном и Иланским преодолели при свете дня и в сухую погоду.

Ночевали между Канском и Бородино.

В Кемеровской области возле Итатского пробили заднее колесо. До дома пришлось ехать на «банане».

В Томск вернулись вечером 1 июля.

За девятый и десятый дни наездили 1 600 км, за 11 день — 760 км.

ИТОГИ

Результаты

За время путешествия было преодолено 5 985 км. Сожжено 560 литров топлива.

Непосредственно на поездку потрачено 19 450 рублей. Из них бензин — 12 859 рублей, штрафы ГАИ — 300 рублей, въезд в Забайкальский национальный парк — 350 рублей, замена резины на двух колесах — 5 100 рублей, сувениры в Иволгинском дацане — 850 рублей. Не учтены затраты на амортизацию машины (жидкости, подвеска) и немногочисленные затраты на еду.

Дороги

Описываются одним прилагательным — УЖАСНЫЕ. Удручает еще тот факт, что им описываются не только дороги бог весть какого значения, но и федеральные, связывающие два конца страны.

Гравийная дорога в глушь Восточных Саян — Окинский район и то в лучшем состоянии, чем асфальтовая М-53.

Дороги стали единственным отрицательным моментом нашего путешествия.

Автомобиль

По дороге на Байкал заднее колесо получило боковой порез и сформировалась большая грыжа. Каждый день приходилось подкачивать. На обратном пути в Кемеровской области это же колесо поймало гвоздь. До дома ехали на «банане». По приезду домой, пришлось менять заднюю пару. Багажник пополнился полноценной запаской, а кошелек похудел на 5 000 рублей.

По дороге на Байкал начал глючить кондиционер. Из-за погоды большой нужды в нем не было, но при дожде потели окна, что создавала определенные трудности, особенно ночью.

Других проблем с машиной не было.

ГАИ — ГИБДД

Еще в Томске сгорела ксеноновая лампа ближнего света. Все деньги пошли на поездку, поэтому покупку лампы за 2 000-3 000 рублей отложили до лучших времен. В поездке из-за лампы останавливали четыре раза. Выписали предупреждение, штраф и два раза просто отпустили. Также были остановлены за превышение скорости на 20 км в Тункинской долине и для проверки документов возле Кабанска. Больше проблем с ГАИ не было. Ездили аккуратно, чего и всем советуем.

Погода

Лето 2010 года в Сибири выдалось холодным и дождливым в противовес рекордной жаре в Европейской части России. Из 11 дней поездки только четыре дня выдались поистине летними. Однако этот факт ни в коей мере не мог испортить общее впечатление от поездки. Нам удалось даже позагорать и искупаться Байкале и Братском водохранилище.

Навигации

В поездках я большое внимание уделяю спутниковой навигации. Без нее сейчас даже в лес по грибы не езжу. При дальней же поездке по неизвестным малонаселенным районам она просто незаменима. Выручала уже неоднократно при поиске интересных мест, дорог, мест для стоянок и ночевок и т.п. Для навигации использую нетбук и bluetooth GPS-приемник. Под нетбук перед поездкой соорудил полку, которая цепляется в районе магнитолы и купил универсальный адаптер для ноутбуков от прикуривателя.

Популярные автомобильные навигаторы не признаю, т.к. по ним можно ездить только в крупных городах. Когда же нужно сориентироваться на пересеченной местности спутниковая карта — незаменимая вещь. Совершенно другая наглядность. Кроме этого ноутбук используется для музыки, фильмов, просмотра фотографий и т.п. В этой поездке не пользовался интернетом, а в будущем планирую постоянно находится в сети через 3G-модем.

Основная программа, используемая мной для навигации — SAS.Планета. Использовал слои Google Спутник, Google Гибрид, Wikimapia и Panoramio с нанесенными метками интересных мест и достопримечательностей.

Эти карты были дома выкачаны до 14 слоя (1250 м) всего региона поездки и до 18 слоя (50 м) всех городов по ходу маршрута.

Картами-справочниками городов пользовался при необходимости найти нужный магазин, банкомат и т.п. Ниже их список:

• ДубльГИС — карта-справочник Красноярска, Иркутска.
  • 4Geo — карта-справочник Красноярска.
  • ЯрМап — карта-справочник Красноярска, Ачинска, Канска.
  • Инфосити — карта-справочник Иркутска, Ангарска, Шелехова.
  • Вектор — карта-справочник Улан-Удэ.
  • Гран-НК — карта-справочник Мариинска.

Конечно же, GPS-навигация полностью не избавляет вас от главного навигатора в незнакомых местах — языка, но значительно облегчает вам жизнь.

Выводы

Дорога на Байкал и обратно нас очень сильно вымотала. Из 11 дней поездки пять мы провели на трассе М-53, прочувствовав все прелести одной из бед России. Сначала думали, что не поедем больше на Байкал, пока трассу не отремонтируют. Но время залечило усталость и стерло воспоминания о дороге, оставив целый груз положительных эмоций и воспоминаний об этом поистине Великом озере и красивом уголке нашей страны — Республика Бурятия. Теперь сидим дома долгими зимними вечерами, просматриваем фотографии и мечтаем о зеленых лугах Тункинской долины, серпантинах Восточных Саян, бескрайних песчаных пляжах Святого Носа.

В будущем путешествии к Байкалу хотелось бы больше внимания уделить Тункинской долине (посетить Аршан, побывать на источниках Жемчуга и Шумака) и Окинскому району (побывать в долине вулканов, на источниках Хойто-Гол, посетить красивые водопады на р.Сайлаг и М.Жомболок ), побывать в Баргузинской долине, подняться на Святой Нос и сплавать на источник в Змеиной бухте, прогуляться по Кругобайкальской железной дороге и посетить Ольхон. Да много еще красивых мест, где стоит побывать. Планы грандиозные. А если учесть, что на Байкал хочется добраться через Тыву и Монголию, то трудновыполнимые. Но не дня нашей семьи!

Спасибо, что осилили мой рассказ.

Ps: Фотографии из путешествия большего разрешения с привязкой на местности вы можете посмотреть в моем фотоальбоме на Panoramio.com

Pps: Через месяц мы совершили путешествие по Казахстану. Читайте отчет о нем на сайте —Путешествие в Восточный Казахстан из Томска на Toyota Caldina (лето 2010 г.)

Буду первым в комментариях к своему отчету. Полмесяца ждал его публикации :)

Красота!Молодцы 5+.
Поиск,осмотр,покупка,отправка запчастей.Проверка продавца.

Россия мать её )

Novi Sad (Serbia)
Отлично съездили, мы были почти там же но в августе, до с Монды мы не доехали, доехали только до Аршана, о чем после просмотра ваших фотографий жалею.
Мой отзыв: Mazda Capella 2001

Вы молодцы!
Спасибо за абалденные фото,и Удачи Вам в следующих поездках.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.
t@t@rin, id: 2033497
Малодцы!!! Супер отдохнули,фото клевые и расказ тоже!!! 5+

сам в Бурятии живу, такой красоты не видел! спасибо, что показали мне мою малую Родину! рассказ очень информативен, фотки отличные, из пяти баллов поставлю семь!!!
***** СНОВА ТУТ *****

Клёво прокатились!

Байкальск (Иркутская обл.) Ч
Молодцы!!! Эх родные края Байкальск, Солзан, Мангутай, Выдрино(перед речкой Снежная (если ехать на востоу) есть поворот направо на теплые озера, надо было вам туда тоже заехать там красотища, каждое лето там с друзьями отдыхали)!!! Вот только уже 2 год не бываю там летом, жаль!!! Сейчас живу на берегу Волги, грязная вонючая речка, фууу, да простят меня истенные Волжани, но по стравнению с Байкалом так оно и есть!!!
Saxophone
Молодцы! Очень рад что в наши кроя люди приезжают. Эх.. Ностальгия. Родные места. Байкал для Иркутской области как родной. Часто бываем на Байкале, чего и всем советую. Не пожалеете.
Отчёт познователен.

Моё почтение! Уважаю людей, которые не боятся трудностей и не смотря ни на что путешествуют. Мне этого (смелости) не хватает. Хотя вот сейчас, прочитав замечательный отчёт, думаю что этим летом всё таки решусь на какое нибудь микро путешествие по местам Байкала. Вроде бы не далеко от него живём, тем не менее бываем только в местах популярных, в основном с "инфроструктурой". Дальше Максимихи не ездил :) Не говоря уже о покорении Тунки.
Вопрос: Калда - переднеприводная?

по сравнению с предыдущим опубликованным отчетом здесь, какой все таки контраст в фотографиях между "прилизанной и чистой" Европой и "дикой, но красивейшей" Россией :)
Мой отзыв: Toyota Corolla 2002

устал смотреть фотки, пять!
Benedetto
КрасавчеГи!!!

ДЕСЯТЬ!
Нам без дураков нельзя, нам с ними умней...:)
Honda Saber
TLC Prado

тоже планирую ехать в начале лета, дабы "не толкаться" в столь прекрасных местах и быть поближе к природе. Ваши планы на Байкал через Тыву и Монголию поддерживаю, есть мысля даже закольцевать маршрут: Красноярск-Горный Алтай-Монголия-Байкал-Краснояр ск. Но это надо готовить машину серьезно и согласовывать полноценный месячный отпуск.
Отличный отчет, только 5! П.С. что за оптика?

"...с запотевшими окнами из-за неисправности кондиционера...
причём тут кондиционер?
Приток воздуха делайте снаружи и всё.
Рад, что Вы умные! Огорчён, что не гении.
Молодцы!!!!!!!!
Отличное путешествие!!! Отличный отчет!!!

Заранее спасибо. Если не затруднит - ответ можно по почте: inkos@ngs.ru
Читал и про Казахстан, до этого и данный опус - 0чень интересно, с хорошими фотографиями, грамотно обозначены финансовые расходы для будущих искателей приключений. И, если можно, по подробней про навигацию (как приобрести и сколько стоит?)

Хороший отзыв! Молодцы!
Toyota Wish ZNE 10 был, Toyota Wish ZGE25W есть
Мои отзывы: Toyota Wish 2010, Toyota Wish 2003

Молодцы!!!! А с погодой и правдо вам не повезло(((
TLC Prado 1 KZ-TE
миша к
смело ,молодцы
oleg49
Молодцы!Фотографий много!Есть что вспомнить!

Пригород
"Енисей пробил себе дорогу к Ангаре." - вообще-то по легенде все было наоборот :)
отличный отчет, просто на одном дыхании прочитал, + 10000000!!
...

Усолье-Сибирское
Молодцы - и за путешествие, и за фотоотчёт !!!
Honda StepWGN 4WD, Honda Mobilio, Lexus CT200h
Были Peugeot-207, Honda Partner, Vitz, Bluberd

Усолье-Сибирское
Про кошелёк на крыше - как вы ехали, раз он за 20 км. с крыши не свалился ?
Honda StepWGN 4WD, Honda Mobilio, Lexus CT200h
Были Peugeot-207, Honda Partner, Vitz, Bluberd
На фотографиях 6-го дня ваших путешествий бросились в глаза знакомые пейзажи. Вы оказывается тоже нашли этот небольшой мысок в лесу на берегу Байкала по Усть-Баргузинской трассе, от которого на некотором расстоянии находится маленький островок посреди воды. Мы там были в августе 2007 г., местность да и табор на берегу почти не изменились. Нашли мы этот мысок с островом совершенно случайно. Ночью в полнейшей темноте остановились переночевать, свернули с дороги в лес. А на утро пошли осматривать местность и увидили чудестные пейзажи. Как вам то удалось на него свернуть? Там отворот с основной трассы весьма неприметный....

Молодцы! Фоты-супер!Чем снимали?
Жить здесь конечно сущий ад, а побыть гостем - приятно (с)

Сыктывкар
Спасибо, как снова съездил. Отличный отчёт хороший отдых. Мы с женой тоже в этом году съездили на Байкал :). чумовая была поездка. Тункинская Долина и Окинское плато тоже произвели впечатление не меньше чем сам Байкал. бонусом фотка куда вы не доехали
Человек считающий, что живёт в стране дураков, в первую очередь сам таковым и является.

Молодцы.Классный и интересный отчет.Фоток много-они интересные,а это здорово.Регион 70-Вам за отчет 5++++++++++

тольятти
+5!!! очень интересный отчет. удачи на дорогах.
камри sv41-AEPGK, 3s-fe, a140e-03а, ZX, 1994гв.

Офигенно, молодцы!!!
Отчет написан на 5+
Мой отзыв: Honda Civic Ferio 2002
интерес
В Монголию россиянам виза вроде не нужна...А голова Лениноида в Улан-Удэ с характерно широкими скулами.:))

Вот это понимаю отдых!!! Смотрю фото -прям гордость за родину берет.
А мы как раз ездили этим летом из У-Удэ в Томск на машине. НО тока вся поездка была в быстром теме, так и не успели толком ничего посмотреть, но по Томску покатались и погуляли прилично, ездили даже в "Озерный рай". Нам город тоже понравился - классический сибирский город.
После таких отзывов, начинаешь лето планировать!!! Сам вроде живу в Бурятии, а не был в Окинском районе и на Святом носу. Думал, машина не проедет и там совсем дико. А тут оказыв-ся джо всего добраться можно.
Stream RN6

Приезжайте еще!!!
Stream RN6
Ан54
Молодцы! 5+. Погода конечно подвела, но фото супер!!!

YJ

Если не секрет - какой внешний модуль GPS используется в паре с нетбуком?
Mark II - это сексуальная ориентация))

YJ

А какой используется внешний модуль GPS в паре с нетбуком?
Mark II - это сексуальная ориентация))

Субисаретта
интерес:
С каких это пор виза в Монголию не нужна? К бывшим братьям нам только по визе разрешают ездить!
Субисаретта
Хороший отзыв, прекрасные фотографии, и хорошо отдохнули! Только вот не пойму, ИМХО, для чего вообще нужны всякие навигаторы, буки-блютузы там разные, если едешь по федералке? Развод на деньги. Я когда вырываюсь на природу, так сказать перемена мест, хочется ничего не слышать, и ни кого не видеть, а только пение птиц, шуршание ручейков, шелест деревьев, дыхание природы, отдохнуть от музыки, фильмов, фотографий и т.д. Я с 91-го года автотурист и не было ведь никаких навигаторов, да чего там - дорог-то не было, а сейчас и в туалет, простите, по навигатору стали ходить. Вот у меня карта Бурятии, мелкая за 50 руб. и весь навигатор.
Молодцы!!! Отличная поездка!!! Огромный респект!!!!

Alkus это где такое место??
Кама
А когда в Хакасию и особенно в Тыву ездили с местным населением были проблемы? Ак-Довурак на маршруте был? если был как добирались через Абазу или Кызыл? как вообще дороги там??
Кама
Я читал что в Тыве не местных не любят.... да и на туристов бывает наезжают...
Максим12345
Реальная семья, молодцы!!!

Потрясающий отчет!
На Святом Носу отдыхал в 2008, останавливались возле той самой большой лодки что на фото. На хребет зря не сбегали конечно, но с другой стороны ребенку было бы тяжко.
Час на пароме, это на самом деле очень даже по-божески, я в тот год в пик пляжного сезона 8 часов простоял на обратной дороге.
GSM077
Молодцы!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!!!! Отзыв суперррррр!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Удмуртия
Малодцы!!!
Растения очень полезны, они вырабатывают кислород, жизненно необходимый автомобилям!

Пенза - Ставрополь
Тож думаем на Байкал поехать!
Toyota 4x4

Енисейск
Просто молодцы,и фото классные.

Молодцы семья, славно отдохнули.
Легкой дороги не обещаю. Но нагуляемся вволю! Ваш SUSанин.

Сообщений: 2099
Хорошо съездили. Молодцы! И очень бюджетно - хороший пример того, как можно отдохнуть, прокатиться на дальние расстояния, получить массу впечатлений, ребенку Родину показать, затратив совсем немного финансовых средств. Еще раз - молодцы! Нам было вдвойне приятно почитать этот отчет и фото посмотреть, так как сами отдыхали на Байкале в 2008. Правда маршрут у нас получился подлиннее - 16148 км, так как ездили из Краснодара. Наш отчет "Кубано-Байкальская магистраль" и фото на нашем сайте http://www.garkushevo.ru Правда, мы не ведем дневниковых записей (день 1, день 2 и т.д.), а выкладываем систематизированную информацию: подготовка и планы, маршрут, дороги, бензин и проч. Тогда тому, кто хочет воспользоваться информацией для подготовки своего путешествия, легче ориентироваться.
Наши автопутешествия здесь http://www.garkushevo.ru

KJA - WRO
отлично сгоняли!! и здоров что с детьми..считаю детей обязательно надо брать в такие путешествия чтобы они жили не только ценностями города...были в тех местах прошлым летом (публиковал отчет...)...в позной в Мондах не поели - хозяйка болела....а вот на повороте к Ниловой пустыни отведали...да еще после похода ...очень вкусно....жаль что вы не доехали до Орлика и тем более не сходили к источникам - времени всегда мало на такие путешествия.....в общем молодцы..только с фотками с долины переусердствовал:))...уж слишком неестественны...

С превеликим удовольствием прочитал :) большой вам плюс :) и дочке особенно за терпение!

Змеевая бухта

Улан-Удэнец:
Вопрос: Калда - переднеприводная?
Да. Эта комплектация - https://catalog.drom.ru/toyota/...
Shakh:
"...с запотевшими окнами из-за неисправности кондиционера... причём тут кондиционер? Приток воздуха делайте снаружи и всё.
В том то и дело, что кондиционер не "дул", чтобы моджно было менять приток воздуха, который у нас и так всегда стоит снаружи.
Слон882:
Отличное путешествие!!! Отличный отчет!!! Есть вопрос - по подробнее про место ночевки между Канском и Бородино. Сколько км. от Канска? Что за место??? Летом планирую путешествие на Байкал. По плану первая ночевка - в районе Канска. Это как раз пол пути от Томска до Иркутска. Вот и интересуют подробности. Заранее спасибо. Если не затруднит - ответ можно по почте: inkos@ http://ngs.ru
Нормальных мест для стоянок дикарем между Красноярском и Иркутском не нашли. Озер нет, реки единичные и берега кишат ордами гнуса. На этом участке по дороге на Байкал и обратно ночевали съехав недалеко от трассы в лесок. Спали в машине. Это были 2 самые неудачные ночевки. Тех, кто так ночует в пути, очень много. Не с первого раза удавалось найти удобный сверток для ночевки в темноте. Места были заняты. В будущем будем останавливаться в гостиницах или выискивать места заранее. Не пожалели что сделали крюк к Красноярскому вдхр. для первой ночевки.
И, если можно, по подробней про навигацию (как приобрести и сколько стоит?)
YJ:
Если не секрет - какой внешний модуль GPS используется в паре с нетбуком?
Приёмник GPS GlobalSat BT-368 BlueTooth Стоит в районе 2300 рублей. Сейчас есть и более новые модели. + нетбук + блок питания для него от прикуривателя за 700 рублей. Ставится программа для навигации, коннектится с приемником через блютуз и все.
Jekа:
Про кошелёк на крыше - как вы ехали, раз он за 20 км. с крыши не свалился ?
Это осталось для нас секретом. Очень благодарен ему что он не покинул крышу машины. Иначе возвращение в Томск было бы проблематичным.

Субисаретта:
На федералке навигатор и не нужен. Доехать, допустим от Томска до Улан-Удэ много ума не надо, не заблудешься и без карты. А нужен в незнакомых городах и на пересеченной местности, когда ищешь дороги, стоянки или интересные места. Ездили раньше по картам. Есть с чем сравнивать. В сравнении с навигацией эффективность минимальная. Как раз по картам только и ездить по федеральным трассам, рассматривая названия поселков по пути. Музыку слушали в дороге, фильмы в пробках и затыках в пути, когда приходится сидеть долго в машине. На природе же мы слушали "пение птиц, шуршание ручейков, шелест деревьев, дыхание природы". Наша цель поездки была именно эта. На стоянках ноутбуком пользовались только для просмотра фотографий за день и выбора какие интересные места посетить на следующий день. Больше сидеть с ними не было ни времени, ни желания.
PavelIRK:
Этот мыс я пометил еще в Томске, когда просматривал фотки Байкала из сервиса http://Panoramio.com. Плюс шел ремонт дороги и объезд был через этот мыс, поэтому решили обязательно посмотреть его. Когда там остановились, народу было машин 6-8. Но судя по количеству мест для стоянок в сезон здесь не продохнуть.
Rosh96:
Молодцы! Фоты-супер!Чем снимали?
Главное ни чем снимать, а как и что. Ультазум Canon PowerShot S5 IS Мыльница Canon PowerShot A495 :)
Кама:
Не кто нас там не съел вроде под шаманские танцы вокруг ритуального костра. Отчет опубликую через месяц-другой. Посмотрите отчеты в архиве сайта. Люди там ездят и без особых проблем.
Вячеслав У-У:
А погода у нас кстати всегда солнечная, мы даже немного в шоке были, что в Томске, как нам казалось, все время пасмурно и прохладно. И комаров туча! Приезжайте еще!!!
У нас тоже обычно солнечно. Но последние три лета просто ужасные - дождливые и холодные. Приходится убегать вот подальше отдыхать. А гнус реально портит любой отдых. Поэтому даже на 3 дня отдых стараемся уехать подальше от Томска, в частности в Хакасию, где его почти нет.

Красота!

Бальжир
Тоже видел этих немцев! в Максимихе когда там работал!

ТОМСК
Ромыч молодцы, фотки глянул, почитаю позже)) Этим летом 2010г ездили? Или в год аварии на СШГЭС ездили, когда в момент аварии под ней ночевали?
давно здесь сидим, еще с AUTO.VL.RU..
Мотоцыкл Урал с коляской

Отчет отличный! Фотки -супер!
Приятно видеть дружную семью.
Вы, молодцы! Я за такой одых!
Удачных вам путешествий в будущем!

Отличная поездка. Хорошие фотографии. Кстати в это же время и мы ездили на Байкал из Сургута. И маршрут почти такой же. С погодой повезло только на Ольхоне. А так всё время было прохладно. Я свой отчёт на дроме ждал больше месяца!

Здравствуйте!!! Осилила ваш рассказ не смотря на то что во время работы))) Путешествие на о.Байкал на АВТО это здорова, в этом году сама планирую. Но и пеший поход (сентябрь 2010, 5 человек, обмундирование, огромные рюкзаки и много терпения) по этому потрясающему своей красотой озеру выдался нам не менее захватывающими ощущения. Конечно возможности охватить как можно больше мест не удастся, но в этом свой экстрим и интерес. В общем сам Байкал не важно с какой стороны и в какую погоду, оставляет в сердце самые не забываемые впечатления. Стоит один раз там побывать постоянно будет тянуть. Рада за то что вырвались из лап работы и совершили это путешествие. Просто молодцы, нечего говорить. А вот Омуль это просто пища богов. Спасибо за отчет, отличные фото, молодец ваша Жена Юля и дочь Лиля, не многие рискуют на такое и выдерживают, короче респект вам. Таких людей на самом деле очень мало! Еще поедите туда и думаю не раз….

Артём Евгенич:
Молодцы!!! Отличная поездка!!! Огромный респект!!!!
Alkus это где такое место??
Окинское плато :) километров 10 от моста через Жом-Болок

Красота, записанных треков GPS не осталось?
2001 Lancaster Ёж254 МКПП

Коллекционирую автомобильные номера СССР и Европы

Одним словом КРАСОТА!Фото- супер!Молодцы!5+.

Нижнеудинск
Хорошая поездочка, машинка у тебя красава - на всех фотках ЧИСТАЯ !!! Вот что значит цвет серебро!. Отчёт 5 баллов. Удачи.
Bighorn 82г - для души и для работы, Bighorn 97г - Брат 2
Волков бояться - в лесу не е...ться
Мой отзыв: Isuzu Bighorn 1982

а скажите граждане - неужто и до долины вулканов можно на автомобиле добраться?

1518км М5. Искра.02rus
КРАСОТИЩА!!!!!!
За отзыв 5+
Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной тварью.
V8 4.7L

Саянский
Очень понравилось! Фото отличные! В один экипаж, наверное, всё таки рискованно.

Отличный разказ. Отличная семья. Удачи в будуших путешествиях и ждём новых отчётов!
хонда цивик тайп Т был
ITR spec98 13.9 есть

gnusmas:
а скажите граждане - неужто и до долины вулканов можно на автомобиле добраться?
См
см. мой коммент выше

ой классно! !!!!! сам хочу на Байкал!
Мой отзыв: Toyota RAV4 1995

Серж 01.05.
А каким ты её бензином заправляешь она у тебя GT-турбовая или нет???

avtA:
Отчет отличный! Фотки -супер!
Приятно видеть дружную семью.
Ну не правда .. фотка водопада которую я привёл находится в 40 км. за Орликом в сторону Хужира, я был не на Урале :), правда на Внедорожнике, но местные там на классике и волгах ездят :). Там главное опыт и небольшие свесы :) и то совсем плохо там первые километры от Орлика .. потом ничё, потом болотце и опять ничего :)

volos-t:
Мыльница Canon PowerShot A495 :)На работе меня бы не поняли, если бы я объяснял прогул дежурства посещением водопада на р.М.Жомболок. А так хотелось там побывать...
Ну значит вернётесь, только машину лучше сменить :), очёт я наверное так и не дозрею написать а фотки можете посмотреть тут http://photofile.ru/users/alku... наверняка увидите знакомые места :)

весь слюной изошел)))
Красотища, молодцы!!!

Отличный отчет ! В конце июля 2010г были семьей на Байкале почти по томуже маршруту . Нам с погодой повезло всего один день пасмурный и то мы его в поезде провели по КругоБайкальской Железной Дороге - отличная экскурсия всем советую и от машины денек отдохнуть и места посмотреть!

Евгений4427
В 2005 ездили с женой из Красноярска на Байкал, заехали на Ольхон и там путешествовали по всему острову, но больше наслаждались тишиной и природой. Конец августа, тепло, дождей нет, народу тоже нет. Купались в Малом море. Мечтаем сьездить еще раз.

Alkus:
если речь про этот водопад то он находится между Мондами и Орликом...подозреваю, что Alkus имел в виду дорогу к источникам Хойто-Гол и Жойган...: если ехать от Монд к Орлику то там километров 25 - 30 можно проехать на машине а потом только на хороших*****омесах...

Молодцы ребята! На одном дыхании прочитал, и как будто бы тоже там побывал!!! Каждый год старуюсьпосещать Байкал, Аршан, Баргузин, Змеиную... Тянет туда как магнитом!!!
Жизнь Хороша!

Navigator:
В Тыве были в 2009г. В день аварии ночевали на берегу водохранилища на территории Тывы.
Серж 01.05.:
А каким ты её бензином заправляешь она у тебя GT-турбовая или нет???
92. нетурбовая. турбовая - GT-T
avtA:
Отчет отличный! Фотки -супер! Приятно видеть дружную семью. Маршрут вы интересный и нестандартный для неместного выбрали, зачет. Но почему, будучи в Тунке в Жемчуг, Аршан не заехали, ведь все же рядом (до Жемчуга 12, до Аршана 23 км). А в Долину потухших вулканов на один-два дня и не ездят, да и дальше Орлика вам бы не удалось, только своим пешком, на конях или Уралах. На обратном пути в фото промелькнул Усть-Ордынский округ, ну думаю, какой-то гон. Пришлось вернуться и прочесть, все стало понятно как вы там оказались -))). Вы, молодцы! Я за такой одых! Удачных вам путешествий в будущем!
В Аршане и Жемчуге были, на обратном пути. Ехали уже под вечер. Хотели в Жемчуге на скважину заехать, но с наскока не нашли. Дома только нашел ее местоположение. А в Аршан заскочили посмотреть поселок на будущее.
Мои автопутешествия и не только - http://volos-t.livejournal.com/

МОЛОДЦЫ! Отличная семья. Удачи ВАМ!

konica:
До этого водопада можно и на спорткаре доехать .. я про дальше туда ... за Орлик :) .. :) за мост через Жом Болок

Alkus:
да да прошу прощения ерунду сморозил..подразумевал как раз за Орлик....не зря местные зарабатывают катая туристов по 12 тысяч за машину...да Орлика можно доехать спокойно на чем угодно...

местный У-у
взглянул на свою родину глазами туриста, молодец!!!!. 5+

Могоча
Спасибо огромное. посмотрел первый раз в жизни родину моего отца, он в Мондах родился, жаль фотки он уже год как не увидит, так бы распечатал ему в подарок
мордой в гору и погазовать

38 регион
Молодцы!!!!! Отличное путешествие, отличные фотки!!! Бесспорно - высший бал!
NISSAN DUALIS-20G Four. 2007г дв.MR20DE-V2.0.

Ну все мне понятно,но супруга сама из тех мест-Нижнеудинск и все рядом.
Проехал автор вместе с супругой и ребенком,конечно все незабываемо.
Как с этим там у Вас,может коммунизм там настал?

Шикарные фото, зачетная поездка, тока5+))))))))
Mitsubishi Outlander XL 2.4 , BMW 3серия

idolo
"покупку лампы за 2 000-3 000 рублей отложили до лучших времен"... это где вы такие цены на лампы видели? У нас они по 300-400 р новые продаются :) любого цокаля

Бирик:
Ну все мне понятно,но супруга сама из тех мест-Нижнеудинск и все рядом. Проехал автор вместе с супругой и ребенком,конечно все незабываемо. Я всеравно там побываю,но в одну машину,в общем герой.А где те местные поцики на ИЖах?,где дай сигаретку? Там в прибайкайле все так тихо? В одного с супругой на море в приморье очковато гонять,спокойствия без ствола нет.Я вот про такие проблемы интересуюсь или там везде в Иркутской области европа и быдлоганства нет? В чистом поле ночевать,ладно я сам пожил,но ведь и омоновца с семьей на трассе под Ростовом завалили. Как с этим там у Вас,может коммунизм там настал?
Я тут тоже читал в газетке, как в придорожном кафе убивали проезжающих, а потом перекручивали их на беляши :)

Всякое случается. За этим даже не надо далеко ехать, достаточно вечером по району прогуляться. Но на дворе не 90-е все-таки...
idolo:
ксенон philips и osram D2R оригинал от 2000 до 3000 руб за лампу. менять надо парой.
китай в зависимости от кривости от 400р. только надолго ли...

Irkutsk
Ну это только 5!

Андрей Северобайкальск.р.Бурятия
Молодцы! Тоже собираемся на машине до Белгрода.
Людмила Грибенас
?
У нас в Забайкалье в районе Лемасово (близ села Посольское). Каждое лето (июль-август) отдыхают очень много туристов с других регионов (Красноярск-Чита). Я не слышала особых жалоб. В Бурятии народ очень терпимо относиться к гостям. Хотя наши ГИПДДэшники очень любят поживиться. На въезде в Улан-Удэ любую машину на посту Сотниково обязательно остановят.

За отчет 5+!!! Молодцы дружная семья:) Жаль Байкал на впечатления для Вас богат не стал погода подкачала, приезжайте к нам еще думаю втретит Вас всем своим величественным спокойствием в солнечную погоду:)

Ruslan02
Эхх как я рад, что когда то попал на этот ресурс. Столько интересных людей, столько отчетов. Ваш особенно понравился. Спокойно, лаконично и приятно читать! Спасибо огромное! Фотки супер! Ждём новых отчетов!

idolo
у меня стояли с завода BOSH, D2R. 3ри года светили. Потом поставил корейские за 400р штука, парой тоже брал. 3й год пошел. Так что думаю не стоит тут заморачиваться. Большое спасибо на ссылку с программой SAS.Планета. Очень долго искал что-нибудь подобное. Впервые отблагодарил разработчика через вебмани.

nik_11
супер

SAN86
Суппер!на одном дыхании читается!Я тоже хотел бы в такое путешествие,но из Н.Новгорода на ваз 2106 тяжеловато!

Alkus1
SAN86:
Нет проблем - главное желание

03-78-77
Отличная поездка. Фото красивые.
Отчет хороший, легко читается.

С кошельком повезло.
В следующий раз сделай или лучше, или по-другому.

03 регион
скоро лето, на Байкал!!!! но стоит посмотреть и на зимний Байкал - красота!!!
--------------------------------------------
Мой отзыв: Toyota Mark II 1995

Ольга Вербицкая
третий раз читаю ваш рассказ и всем своим скинула ссылку на ваш рассказ. Прям отдыхаю. Молодцы!!!! А причудливые заборы - это для задержки снега зимой :)) Степи же, все выдувает.

Классный отчет, фотки отпад, молодцы, удачных путешествий.

Улан-Удэ03rus
Дружная семья! Нормальные фотки! Отличнейший отчет! Великолепное автопутешествие!!! Кстати, надо действительно посетить Аршан, Энхэлук, тёплые озера, Ольхон и много других красивых мест в Бурятии
были SubaruLegacy, HondaStream, Odyssey, BMW-525i, ToyotaCamry, MB-ML320, MB-E320, сейчас BMW-320i

Отличный отчет! Рад что посетили мою родину, и увидели многие красивые места.
Желаю удачи!!!

Позлевчера стал обладателем Toyota Hilux Surf - https://tomsk.drom.ru/toyota/hi... Теперь путешествия будут еще более увлекательными и недоступных мест станет немного меньше.

Полста четыре
Фотки - класс! Уж столько лет туда собираюсь, но все никак не получается. Приходится ограничиваться Алтаем. Ну в это лето точно вырвемся.

добро пожаловать !!!! у нас народ добрый и не надо боятся !!!

+100500!!!

volos-t:
Поздравляю ! На этой машинё всё будет гораздо интереснее и проще :). Удачи !

отлично +5
Мой отзыв: Toyota Vista 1992

Smolin8000
Отчет - Отличный!!! Фото - супер. Живу рядом. Не везде бывал, но и много знакомых мест.
Насчет запотевания стекол: из Владика гнали машинку в августе- до Амурской области дожди. Окна все время закрыты - запотевали и перед и боковые. Печка на минимуме кондишн не включали ( холодно становилось), потом додумались- надо было ненадолго поставить при движении печку на максимум и прогревать салон - помоголо. Окна на час-полтора чистые!!! Попробуйте, но только,разумеется, летом.

Молодцы!Зимой на Байкале тоже круто.

Молодцы. Фото класс.

10 с рюкзаком.пешком. Правда,к г.Белуха(Алтай)и на Шумакские источники ходили на лошадях.Того и Вам желаем! Сейчас собираю для своих ребят(нам по50-60лет) подробную
информацию напоездку в июле Хакасию-Бурятию(поСвятой нос,переход к б.Змеиная).Ваш классный отчетчитали 18200чел,поздравляю! Читающих прошу помочь:что нового по моим маршрутам, телефоны не турфирм,а реальных людей довезти 8чел.до Монахово авто и морем в б Змеиная.

Молодцы. В Даурском отдыхаем лет 15. Если вода не большая то самое лучшее доехать до парома. Потом налево метров 500 и все отличный пляж с пологим песочком, но если вода большая как в 2010 году то также как и вы ищем места. Есть интересные места возле деревни Куртак. Это чуть дальше не сворачивая на Даурское на кольце. Там ведутся палеонтологические раскопки и унас в Красноярском музее есть от ту-да экземпляры. Мы и в Даурском в 2010 году судя по фотографиям недалеко от вашей ночевки нашли большую древнюю кость мамонт или носорог не знаем. Сами ездили на Байкал лет 12 назад, на малое море, на Ниве. Дочке было 2 года.Судя по вашим отзыва дороги гглобально не изменились. В 2010 году сьездили в Алтай первый раз (до Кош-Агача), и по осени в Саяны рекомендую всем!!! P.S. если интересно то все мои фото на яндексе под моим адресом aleksandr-goncharov

Каменск, Бурятия
Автор: Пришлось возвращаться и ехать в поисках стоянки по дороге Посольское-Кабанск. Ничего путного не нашлось, поэтому отправились дальше по трассе М-55 в поисках паромной переправы через Селенгу. В отчетах читал, что возле с.Татаурово есть два парома и еще где-то недалеко мост. Но в темноте мы ничего не нашли и на ночевку встали на берегу Селенги, не доезжая 20 км до Улан-Удэ.

Мост через Селенгу находится в с.Тресково (читай за п.Селенгинск), с него можно уйти на Энхэлук, Сухую, Заречье, а можно и на Турунтаево. Паромная переправа есть в Татаурово (на перекрестке в самом селе знак есть) и рабочий паром в Ильинке. С этих паромов сразу попадешь в Турунтаево и далее Баргузин.

Крайний север
Классный отзыв! Прочитал сначала и до конца ) как будто сам съездил отдохнул )
Мои отзывы: Toyota RAV4 1997, Toyota Corsa 1995
Булат69
+5. А в дацаны не зря заезжали (это я про кошелек на крыше)

partyzan48
Вот это да!! Еле осилил... Очень приятно видеть родные пейзажи, особенно родное село Монды - кстати, зацепил рассказ про позную - всю жизнь думал, что позные - это чисто русское блюдо)))
Нет слов! красиво! Молодцы. Приезжайте еще!

Слов нет! Я просто в восторге! Прочитав статьи о поездке в Хакасию и Байкал появилось непреодолимое желание посетить эти замечательные места! Сам я из Красноярска но в Хакасии был можно сказать проездом. Этим летом обязательно хотя бы туда, а вот уже следующим обязательно на Байкал! Спасибо огромное за статьи! Молодцы! :)

Молодцы!!! Был я в тех краях. А вот отчет, про то как ребята до Чойган-добана доехали на авто. http://irkutsk-4x4.ru/index.ph...
Есть вещи которые нельзя изменить
их можно только забыть

Иркутск, Улан Удэ
Приезжайте к нам исчо :)

кста на чивыркуе в однов время были. я это мерседес немецкий тоже там застал.
А вообще красавцы :)блин мнеб столько времени вот так путеществовать
Супер!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!!!!!! Читаю ваши путешествия ещё раз Суперррррррррррррррр
юрбаска карабаско
я даже представить не могу какой они маршрут проехали!!! Люди вообще молодцы, огромный РЕСПЕКТ и УВАЖУХА ИМ!!! МОЛОДЦЫ!!! Все СУПЕР!!! люблю путешествовать есть деньги и машина, но времени нет!!! совсем нет работа занимает 14-16 часов в сутки... без выходных отпусков и больничных у начальства один ответ - не нравится - - в отдел кадров!!!
Arturbl4
В каком дивном, прекрасном месте мы (жители Бурятии живём)! Хотя сам к своему стыду и сожалению многое увидел на фото.

Хорошо что кошелёк остался на крыше, я как-то на багажнике барсетку забыл к дому подъехал, а она стоит на багажнике)

А так отличный рассказ!
Когда я ем, я глух и нем, хитер и быстр и дьявольски умен

Молодцы! В следующий раз на Ольхон рваните, в Аршан и Жемчуг заскочите, отчет супер!

Путешествие отличное, отчет прочитал на одном дыхании!! Летом тоже хочу рвануть на Байкал, совместить путешествие на автомобиле с пешим походом от Листвянки до бухты Песчаной. Только назад в Томск хочу вернуться через Тыву, скажите есть ли дорога для пузотерки (у меня Nissan Pulsar) по Окинскому плоскогорью до Кызыла и далее через Абакан? Заранее спасибо за ответ.

Grem305:
Дорога через Тункинскую долину в Окинский район тупиковая. Единственное, можно попасть возле Монды в Монголию, но и там дорога в дальнейшие районы Монголии только на подготовленных джипах. Поэтому единственная дорога из Томска на Байкал - это трасса "Байкал". В Тыву нужно делать отдельный крюк.

volos-t:
Понял, спасибо за информацию. Значит поездке в Тыву посвятим отдельно путешествие.

Молодцы !!! Заразил путешествиями думаю в этом году с семьей тоже рвану куда глаза глядят.

Отличный рассказ. Через месяц тоже поеду на Байкал.
Toyota Ipsum SXM10 2000г.

томск
очень понравился рассказ! молодцы!
МАЗДА ДEМИО DY3W 05" СИРЕНЕВАЯ ПОГРЕМУШКА

из всех расказов самый полный, много где успели!!!
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Мой отзыв: Nissan Atlas 1996

С удовольствием читаю ваши отчеты!
Вы молодцы!

Отличное путешествие,фото просто превосходные!!!)